Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ХАД - ХУТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ХАДЖЖ (араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом це­ремоний: прослушивание пропове­ди у горы Арафат, символич. мета­ние камней в дьявола, семикрат­ный обход вокруг Каабы, молитва, питье воды из источника Зам-зам и др. X. является одной из пяти осн. обязанностей мусульманина, к-рый „в состоянии совершить его . Он приурочивается к празд­нику жертвоприношения (курбан-байраму). Посещение Мекки в др. время с совершением всех ритуа­лов X. (кроме жертвоприношения) называется малым паломничест­вом (умра). Среди паломников из СССР большую часть составляют представители духовенства и учре­дителей религ. объединений.

ХАДЖИ - почетный титул мусуль­манина, совершившего хаджж. Мусульм. духовенство создает вокруг X. ореол особо „благочестивого человека.

ХАДИС (араб. - сообщение, рас­сказ) - короткий рассказ о выска­зываниях или поступках Мухам­меда. Состоит из 2 частей: в пер­вой перечисляются имена людей, передавших X., вплоть до того че­ловека, к-рый лично слышал изре­чение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. X. - источники права, нравственности и религ. предписа­ний. X., отобранные известными теологами 9 - 10 вв. и признанные ими „подлинными , составляют сунну - мусульм. „св. предание .

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) - основатель нем. экзистен­циализма. Рассматривал человеч. существование как „заботу , „за­брошенность , „падшесть , „бы-тие-к-смерти и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в „экзи-стенциал виновности человека, а спасение - в поиск подлинного бытия („Бытие и время , 1927). Впоследствии X. обратился к по­иску трансцендентного бытия в по­эзии и мифе, а совр. эпоху объя­вил „сумерками мира , когда че­ловек призван молчать о боге и го­товить ему встречу. Философия X. повлияла на совр. протест, и католич. богословие.

ХАЛИФ (араб, халифа - намест­ник, преемник) - духовный и свет­ский глава теократич. мусульм. гос-ва (халифата). Первые халифы (632-661) считались преемниками пророка Мухаммеда, а при Омейядах (661-750) - наместниками самого Аллаха. Начиная с 10 в. X. превратились в мусульм. перво­священников.

ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.

ХАЛЛАДЖ Хусейн ибн Мансур (ок. 858-922) - представитель наиболее крайнего направления в суфизме. Был странствующим проповедником. В отличие от др. суфиев, хранивших свое учение в тайне от непосвященных, откры­то проповедовал суфизм. X. резко расходился с ортодокс, богослова­ми в толковании осн. догматов ислама, отвергал ислам, обряд­ность. Был объявлен еретиком и казнен.

ХАМБО-ЛАМА (тибетск. настав­ник) - титул, присваиваемый ла­мам, занимающим видные места в иерархии духовенства ламаизма. В сочетании с приставкой санскр. происхождения „пандит („уче­ный ) - титул главы ламаист, ду­ховенства в царской России и в дореволюц. Монголии, где употреб­лялся в переводе на монг.: Номчэ - мыргэн - лама (букв. - „ученый мудрый лама ). В наст. вр. Пандит-х.-л. - титул председателя Центр, духовного управления буддистов (ЦДУБ) СССР.

ХАНАКА - см. Текке.

ХАНБАЛИТЫ   см. Мазхаб.

ХАНЖЕСТВО - отрицат. моральная характеристика, указывающая на несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его внутр. сути; показное благочестие, рас­считанное на “публику , и извле­чение из этого выгоды; зло, рядя­щееся в добро. X. может быть со-знат. лицемерием, циничным но­шением маски, но может быть и ложью самому себе, не вполне осо­знанным стремлением выделиться, завоевать доверие. Хотя в религ. проповедях осуждается X., рели­гия, выдвигая аскетич. идеалы, противоречащие естеств. желани­ям людей, побуждает к X. как ве­рующих, так и священнослужите­лей. Классич. лит. образы, вопло­щающие X., - Тартюф из одно­именной комедии Мольера, Фома Опискин из повести Ф. М. Достоев­ского „Село Степанчиково и его обитатели .

ХАНИФИЗМ - религ. движение в Аравии в 6 - нач. 7 в., предшест­вовавшее исламу и оказавшее на него влияние. Считается, что ислам при своем возникновении был од­ним из проявлений X. Ханифы вос­приняли нек-рые важные стороны иудаизма и христианства, пропове­довали монотеизм и аскетизм. Сторонники X. именовали бога Аллахом. Коран рассматривает их как последователей „веры прямо­ты . X. отражал стремление ара­бов к политич. объединению в пе­риод разложения первобытнооб-щин. строя.

ХАНИФИТЫ    см. Мазхаб.

ХАПИ - в др.-егип. религии - бог Нила, податель влаги и урожая. Изображался в виде тучного чело­века, держащего в руках сосуды с водой. Праздник X. приурочивался к началу разлива Нила.

ХАРИДЖИТЫ (от араб, хариджи - вышедший, восставший) - сторон­ники одного из течений в исламе, возникшего в 50-х гг. 7 в. Высту­пали за равенство всех мусульман, независимо от их происхождения и цвета кожи. По учению X., халифом может быть любой последова­тель ислама, избранный мусульм. общиной. Община же имеет право сместить неугодного халифа. X. отличала нетерпимость по отноше­нию к политич. и идеологич. про­тивникам, к-рые объявлялись „ве­роотступниками , подлежащими уничтожению. В наше время утра­тившие былую нетерпимость X.-ибадиты встречаются в Алжире, Тунисе, Ливии, Омане.

ХАРИЗМА - см. Благодать.

ХАРИТЫ — др.-греч. богини радо­сти и красоты. Считались дочерьми Зевса и Геры или Бахуса и Афро­диты. Изображались в виде моло­дых красивых женщин, одетых или обнаженных, часто с цветами и муз. инструментами в руках. В др.-римск. пантеоне X. соответ­ствовали грации.

ХАСАН (ок. 625-669) - второй имам из династии шиитских има­мов, старший сын Али и Фатимы. После смерти Али был провозгла­шен в 661 халифом, но за денеж­ное вознаграждение отказался от халифских прав в пользу правите­ля Сирии Муавия. Шииты считают, что X. был отравлен, и почитают его как мученика.

ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрийский (642-728) - один из пер­вых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а.-Б. отвергал мусульм. догмат о предо­пределении, признавал наличие сво­бодной воли у человека.

ХАСИДИЗМ (др.-евр. хасид - бла­гочестивый) — религ. движение среди евреев Польши и России, возникшее в нач. 18 в. На первых порах X. представлял религ. фор­му соц. протеста низов против гос­подства финанс. верхушки общин и поддерживавших ее раввинов. Однако вскоре X. утратил свой первонач. характер и превратился в откровенно мистич. течение в иудаизме. Перерождению X. спо­собствовали т. н. цадики („свя­тые ), занявшие еще более автори­тарные позиции по отношению к верующим, нежели раввины-ортодоксы. Основоположником X. считается Израиль Бешт (1700-1760). По представлениям X., бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека. Такой ре­лиг.-пантеистич. взгляд использо­вался для вывода о возможности „прямого контакта верующего с Шехиной в молитве, что делает ненужной талмудич. „ученость и раввинское посредничество. X. признает зло низш. ступенью доб­ра и связывает его с тем же Шехи­ной. Эти представления аккумули­ровались в т. н. доктрине радости, к-рая проявлялась в песнях и пляс­ках экстатич. по своему характеру хасидист. религ. культа, а также в отрицании аскетизма. В наши дни X. существует гл. обр. в фор­ме т. н. „хабад-хасидизма (возн. в кон. 18 в.), объединяющего ми­стику X. с раввинским богослови­ем. Осн. места распространения X. в наст. вр. - США и Израиль. Ми­стика X. в модернизированной форме („неохасидизм ) широко пропагандируется совр. апологета­ми иудаизма.

ХАТОР, Хатхор - в др.-егип. рели­гии — богиня любви и судьбы, бо­гиня неба. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Культ X., к-рая отожде­ствлялась с Сехмет, был распрост­ранен не только в Египте, но и за его пределами.

ХАФИЗ (наст, имя Шамседдин Мохаммед.ок. 1325-1389 или 1390) - перс. поэт. X. изучал богословие и прославился как „хафиз (чело­век, знающий Коран наизусть). По­эзии X., не избежавшего влияния суфизма и мистицизма, тем не ме­нее чужды аскетизм и безропотная покорность. В своих стихах поэт выступал против религ. запретов и предписаний шариата, призывал наслаждаться жизнью, стремиться к свободе личности. X. осуждал духовенство за лицемерие, ханже­ство, убожество мысли.

ХЕДЕР (др.-евр. - комната) - евр. начальная религ. школа, где изуча­лись лишь Пятикнижие Моисеево и Талмуд. Руководили X. меламеды - учителя, как правило невежественные в вопросах педагоги­ки и обучавшие по принципу „по­меньше науки, побольше розог .

ХЕРЕМ (др.-евр. - отсечение, от­торжение) - в иудаизме -прокля­тие, отлучение, связанное с унижа­ющим человеч. достоинство ритуа­лом. X. обрекал человека на пре­зрение со стороны единоверцев и на соц. изоляцию, а его труды, произведения — на уничтожение. 10 лет тяготел X. над вольнодум­цем Дакостой, был проклят равви­нами философ Спиноза. X. подвер­гались также революц. движения масс.

ХЕРУВИМЫ - в иуд. и христ. ми­фологии - одна из высш. (вторая после серафимов) категорий анге­лов в небесной иерархии. Изобра­жаются шестикрылыми со множе­ством глаз.

ХИДЖРА (араб. - переселение) - переезд Мухаммеда из Мекки в Ме­дину в 622. В честь этого события год X. был провозглашен началом мусульм. летосчисления, к-рое так­же получило название „X. . В но­ябре 1980 в соответствии с му­сульм. лунным календарем завер­шился 1400 год X. и начался его 15 в. Дата широко отмечалась в мусульм. мире и была использо­вана религ. орг-циями для усиле­ния пропаганды ислама.

ХИЛИАЗМ см.  Милленарии.

ХИМЕРА - 1) в др.-греч. мифоло­гии - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козла и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в искусстве ср.-век. готики X. называли изображения фантастич. чудовищ в соборной скульптуре.

ХИНАЯНА (санскр. - „малая ко­лесница , или „узкий путь спасе­ния) - наряду с махаяной одно из двух гл. направлений буддизма, его монаш. форма. В X. осн. значе­ние имеют личные усилия стремя­щегося освободиться от уз сансары путем восхождения к окончат, спасению (нирване) через множе­ство промежуточных воплощений. Канонич. оформление X. получила к 1 в. н. э., хотя осн. ее положения были сформулированы в более ранних текстах, в т. ч. в трипитаке. В дальнейшем X. распространилась гл. обр. в тех странах, куда мигри­ровало население из Вост. Индии (Шри-Ланка, гос-ва Индокитая). С течением времени в X. появился сложный пышный культ (напр., поклонение „зубу Будды в Канди), массовое паломничество к „св. местам буддизма и пр.

ХИРОМАНТИЯ  -  см. Мантика.

ХИРОТОНИЯ - см. Рукополо­жение.

ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ - специ фич. форма обряда причащения в нек-рых протест, церквах и сек­тах (еванг. христиане, баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесят­ники и др.). В отличие от католи­цизма и православия они не рас­сматривают X. как таинство, а счи­тают его обрядом, символизирую­щим духовное единство верующих. У еванг. христиан, баптистов, меннонитов и пятидесятников X. со­вершается в первое воскресенье каждого месяца; а у адвентистов - 4 раза в год (в первую субботу но­вого квартала). Адвентисты совер­шают перед X. обряд омовения ног.

ХЛЫСТЫ  —  см.  Христововеры.

ХНУМ - один из гл. богов в др.-егип. мифологии. Считался твор­цом мира и людей, источником плодородия.

ХОДЖА (перс. хадже - господин, хозяин) — почетный титул духов­ных лиц, состоят, чиновников, фе­одалов, в нек-рых случаях - поэ­тов и писателей. Его присваивали себе также представители крупной буржуазии, суфийские шейхи в Ср. Азии, на Индо-Пакистанском суб­континенте, в Иране.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - рус. философ-идеа­лист, богослов, поэт и драматург. Один из гл. идеологов славяно­фильства. Испытал влияние патристики и класс, нем. философии. Развивал учение о церкви как жи­вом „богочеловеческом организ­ме, в к-ром на основе любви к бо­гу рождается религ. соборность, духовн. свобода и братство. Идеа­лизируя православие, X. полагал, что оно преодолевает авторита­ризм католицизма и индивидуа­лизм протестантизма. Основу бы­тия, по X., составляет воля „всесущего разума , лишь в согласии с к-рым целостный дух человека (включающий веру) может по­стичь истину. В рус. крестьян, об­щине и православии он видел од­ну из важн. особенностей разви­тия России. X. выступал за отмену крепост. права, но в рамках самодерж. гос-ва.

ХРАМ - собират. термин для обо­значения зданий, в к-рых происхо­дит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в христиан­стве — собор, костел, кирха; в ис­ламе — мечеть; в иудаизме — сина­гога; в буддизме нет единого тер­мина и каждая страна имеет свой: тэра в Японии, вихара в Шри-Лан­ке, хурэ в Монголии, дацан в Бу­рятии и т. д. Здание X. как месго общения людей с богом в любой религии полисемантично. Напр., в христианстве и буддизме X. - это модель Вселенной, ориентиро­ванная по сторонам света. Каждая его деталь (архитектурная, жи­вописная и др.) строго регламен­тирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет нац. специфику, и его шедев­ры вошли в сокровищницу мир. культуры.

„ХРИСТИАНЕ ЗА СОЦИА­ЛИЗМ - соц.-политич. движение, организационно оформившееся на конференции в Сантьяго (Чили) в 1972, к-рая была созвана по ини­циативе группы чилийских свя­щенников, поддерживавших пра­вительство Народного единства во главе с С. Альенде. В заключит, до­кументе, принятом конференцией, признавалась борьба классов и со­держался призыв к верующим активно участвовать в освободит, борьбе во имя построения подлин­но свободного и справедливого со-циалистич. об-ва, что, по утвержде­нию авторов документа, полностью соответствует христ. вероучению. Хотя фашист. переворот 1973 на­нес существ, урон этому течению в Чили, оно продолжает развивать­ся в др. странах.

ХРИСТИАНСКАЯ МИРНАЯ КОН­ФЕРЕНЦИЯ - неправительств, орг-ция при Совете по экономич. и социальн. вопросам ООН, созданная в 1958. Объединяет религ. орг-ции 86 стран всех континентов. Сотруд­ничает с экуменич. и региональны­ми молодежными, женскими и др. религ. ассоциациями. ХМК разра­батывает с богосл. позиций вопро­сы ответственности христ. церквей за сохранение мира, разрядку меж-дународн. напряженности, высту­пает против применения оружия массового уничтожения, осуждает использование капелланов в арми­ях НАТО для пропаганды „бого­словия войны .

„ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА - ре­лиг. орг-ция протест, ориентации, возникшая в 70-х гг. 19 в. в США. Осн. ее принципы сформулирова­ны Мери Бекер-Эдди и состоят в том, что излечение людей от вся­кого рода болезней возможно лишь с помощью религ. веры. Мед. ме­тоды лечения при этом категориче­ски отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней лю­дей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол заключается в широко распространенном оши­бочном мнении о существовании , материи как объективной реаль­ности. Поэтому достаточно отка­заться от подобного заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, что­бы излечиться от различных неду­гов. Материя иллюзорна, так же как и болезни, страдания и смерть, порожденные ею. Единственной реальностью, подлинной основой и причиной всего сущего является разум, мысль, дух. Ссылаясь на евангелие, Бекер-Эдди утвержда­ла, что „чудо исцеления Христом больных стало возможным благодаря особому воздействию его ду­ха на больных. Мысли Бекер-Эдди были изложены в ее кн. „Наука и здоровье (18,75), „Единство Ве­ликого и нереальность болезни (1887), „Ретроспективность и ин-троспективность (1891). В 1879 в Бостоне ею была основана „Пер­вая церковь Христа-учителя , а в 1881 — „Метафизический кол­ледж . После смерти Бекер-Эдди руководство „X. н. перешло в руки правления директоров, по­жизненно занимающих свои посты и назначающих себе преемников. Деятельность совр. последовате­лей „X. н. заключается гл. обр. в изучении „трудов Бекер-Эдди, чтении Библии, пении гимнов и со­ставлении отчетов о лечении чле­нов общин.

ХРИСТИАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕ­СКИЕ ПАРТИИ (христианско-демократические, христианско-соци-альные, социал-христианские и т. п.) — влиятельная обществ .-по-литич. сила во мн. странах мира. Хотя многие X. п. п. зародились в кон. 19 - нач. 20 в., их актив­ность усилилась после второй мир. войны, когда правящие классы капиталистич. стран испытывали необходимость в замене прежних, „традиц. бурж. партий, скомпро­метировавших себя в довоенный и военный периоды. Возрождение старых и создание новых X. п. п. пользовалось поддержкой США. Именно X. п. п. стали в капитали­стич. странах осн. защитником существующего строя и оплотом буржуазии. В наст. вр. подавляю­щее большинство X. п. п. стоит на откровенно реакц. позициях. В об­ласти внутр. политики это под­держка монополий и бурж. гос-ва в ущерб интересам трудящихся масс. Нек-рые партии прикрывают­ся при этом концепциями „третье­го , христ. пути, рассуждениями о „рабочем самоуправлении и т. д. В основе политики мн. X. п. п. лежит антикоммунизм, опора на клерик. реакцию, ориентация на США и НАТО. Для идеологии этих X. п. п. характерна пропаганда т. н. христ. ценностей, борьба про­тив марксист.-ленин. учения. В по­следние годы в низах христ. пар-тий наблюдается отход от орто­докс, линии руководства. В ряде стран рядовые члены этих партий участвуют в забастовочной борьбе и антивоенном движении. Количе­ство рабочих в X. п. п. в последние годы сокращается. В парламент­ских фракциях X. п. п. капиталистич. стран немало ставленников монополий. Наибольшим влияни­ем X. п. п. пользуются в Зап. Евро­пе. Здесь в 17 странах имеется 21 такая партия с общей численно­стью около 3,3 млн. человек. Боль­шинство партий представлено в парламентах, местных органах власти. В Лат. Америке X. п. п. имеются почти во всех странах. Многие оказывают поддержку пра­вым, профашист, военным режи­мам, однако в последние десятиле­тия нек-рые из них в результате развития революц.- освободит, борьбы отмежевываются от этих режимов, критикуют капитали-стич. порядки и империалистич. политику США. В Азии X. п. п. имеются в Индонезии и Ливане. В ряде африкан. стран имеются небольшие политич. партии христ. толка, не оказывающие существ, влияния на политич. и обществ, жизнь. Есть X. п. п. и в социали-стич. странах: в ГДР - Христ.-демократич. союз, в Чехословакии - Чехословацкая народная партия. Обе партии действуют в рамках конституций своих стран.

ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКА­ЛИЗМ - исторически и идеологи­чески связанное с церковью на­правление реформист, профдвиже­ния. Его зарождение произошло в 80-х гг. 19 в., когда в зап.-европ. странах стали возникать первые христ. синдикаты. В 1920 образу­ется Международ, конфедерация христ. профсоюзов (МКХП). В ее состав вошли 11 зап.-европ. профцентров, объединявших в своих рядах около 3366 тыс. человек. Идейн. основой МКХП стало соц. католич. учение, сформулирован­ное в папской энциклике ,,Рерум новарум . Изменения, происшед­шие с тех пор в мире и в самом христ. профдвижении, привели к перестройке основ его деятель­ности,   выразившейся   в   отказе МКХП, переименованной в 1968 в Всемирн. конфедерацию труда (ВКТ), от односторонней ориента­ции на соц. учение католицизма, в принятии в 1973 новой „социалистич. ориентации в духе одного из вариантов реформист, концеп­ции „демократии, социализма . Этот сдвиг в международ, христ. профдвижении способствовал ук­реплению его влияния среди тру­дящихся. В наст. вр. ВКТ объеди­няет в своих рядах около 15 млн. человек из 84 нац. профцентров 80 стран всех континентов. В рам­ках ВКТ действует 12 международ, отраслевых объединений. Она име­ет также региональные орг-ции: Латиноамер. профцентр трудя­щихся (ЛАПТ) и Азиат, профсо­юзное братство (БАТУ). Действо­вавшие до недавнего времени реги­ональные орг-ции ВКТ в Европе - Европ. организация (ЕО) и в Аф­рике - Панафрикан. объединение верующих трудящихся (ПОВТ) приняли в 1974 решение о само­роспуске и вступлении своих чле­нов соответственно в Европ. кон­федерацию профсоюзов (ЕКП) и в Орг-цию африкан. профсоюзного единства (ОАПЕ).

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - направление обществ, мысли, стре­мящееся придать христианству социалистич. окраску; возникло в 30—40-х гг. 19 в. как разновид­ность феод, социализма. С самого начала X. с. отличался разнообра­зием форм. Мн. деятели X. с. иск­ренне стремятся избавить эксплуа­тируемых от бедствий, подневоль­ного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование и т. д.). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. раз­новидностей бурж. идеологии, про­тивостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Осо­бую роль в попытке придать христ. религии новую соц. окраску и приспособить ее к совр. историч. условиям играют католич. цер­ковь, к-рая активно модернизиру­ет свою соц. доктрину (см. Энцик­лики пап социальные), и выступа­ющие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, проф­союзы и др. светские католич. орг-ции, программные документы к-рых включают в себя мн. поло­жения X. с. Идеология X. с. есть попытка дать альтернативу ком-мунистич. программе преобразо­вания мира, отколоть от коммуни-стич. и рабочих партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформиро­ванном виде идеи X. с. присущи миллионам верующих, к-рые в совр. историч. условиях все ак­тивнее участвуют в общедемокра-тич., особенно антивоенных и клас, движениях и к-рые облекают свои стремления к соц. благоденствию, миру и социализму в религ. фор­мы. В условиях прогрес. секуля­ризации широких слоев верую­щих, роста их клас. самосознания и популярности идей науч. социа­лизма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако в конечном итоге они вы­ступают как соц. реформисты, ра­тующие за совершенствование бурж. обществ, отношений, имея в виду сохранение в той или иной мере права частной собственности на орудия и средства производ­ства, на ее наследование, на ис­пользование наемного труда и т. д.

ХРИСТИАНСТВО - одна из мир. религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римск. империи как религия угнетенных, искавших из­бавления от бесчеловеч. условий жизни в приходе мессии (спасите­ля). Христ. идея воздаяния обеща­ла страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Ф. Энгельс подчер­кивал, что „только надеждой на воздаяние в потустороннем мире можно было возвести стоико-филоновское самоотречение от мира и аскетизм в один из основных этических принципов новой миро­вой религии, способной увлечь угнетенные народные массы (т. 22, с. 484). Со временем X. было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в нач. 4 в. в гос. религию Римск. империи. Относительно  быстрому распространению X. среди различных соц. и этнич. групп империи способст­вовали его космополитизм, мисси­онер, деятельность, абстрактность обществ.-политич. и нравств. прин­ципов, нивелировка клас. и нац. различий. Гл. в X. - учение о мифич. богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, к-рый сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христ. учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Привержен­цам X. внушается, что они должны выполнять заповеди Христа, без­ропотно переносить тяготы жизни, как это делал сам Христос, а воз­даяние за это они получат в буду­щем, загробном мире. На форми­рование идеологии X. заметное влияние оказали вост. культы, мессиан. иуд. секты (напр., эссены), иуд.-греч. философия (учение о логосе Филона Александрийско­го), поздний стоицизм. Первонач. X. не были известны появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплоще-нии, крещении, причащении и др. догматы. Процесс формирования христ. догматики растянулся на несколько столетий. Сформулиро­ванный Никейским и Константиноп. вселен. соборами символ ве­ры неоднократно дополнялся и изменялся. Как до соборов, так и в процессе их деятельности между региональными христ. объединени­ями велись ожесточенные споры по вопросам понимания различ­ных догматов. Еще более длитель­ной была борьба, связанная с раз­личным отношением к нек-рым обрядам, почитанию икон и т. д. В организац. отношении X. никог­да не представляло собой единого целого. В процессе своего разви­тия X. распалось на 3 осн. ветви: православие, католицизм и проте­стантизм. В свою очередь, в каж­дом из них выделились различные течения, направления, группы, сек­ты. В наст. вр. наблюдается глубо­кий кризис X. Проявлениями это­го кризиса является соц.-политич. дифференциация христ. церквей и духовенства, появление левых течений и групп, ориентирующихся на прогрес. силы, пересмотр преж­них откровенно прокапиталистич. доктрин и установок, интеграция различных христ. конфессий, осо­бенно заметных в экуменич. дви­жении и деятельности Всемирн. совета церквей. Адаптация христ. объединений к условиям социали-стич. действительности определила коренной пересмотр их соц.-политич.  ориентации.

ХРИСТОВОВЕРЫ, „люди божьи , хлысты - одна из форм старого рус. сектантства, возникшая во вт. пол. 17 в. в центр, губ. России сре­ди оброчных крестьян. Основате­лем христововерия считается кост­ромской крестьянин Даниил Фи­липпович. По соц. содержанию уче­ние X., отличавшееся крайним аскетизмом и мистицизмом, выра­жало протест части крестьянства против помещиков и правосл. ду­ховенства. X. отвергали авторитет церкви во имя авторитета „св. духа . Их моления (радения) пред­ставляли собой коллективные пляски с „хождением в духе , с самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами, в результате к-рых верующие впадали в состоя­ние религ. экстаза. Характерная черта первонач. христововерия - строжайший аскетизм, вплоть до отказа от семьи и брака. Последо­ватели христововерия объединя­лись в общины - „корабли во главе с „христами и „богородица­ми (по учению X., Христос может вселиться в каждого верующего). Во вт. пол. 19 в. среди X. ведущую роль стали играть бурж. элементы, предприниматели, торговцы. В свя­зи с этим в таких течениях христо­воверия, как „Старый и „Новый Израиль , происходит ослабление мистицизма и аскетизма, наблюда­ются попытки реформировать христововерие по церк. образцу. Цар­ское правительство и правосл. церковь преследовали X. Нек-рые из них (часть последователей „Но­вого Израиля ) эмигрировали в нач. 20 в. в Уругвай. Социали-стич. преобразования в деревне подорвали соц-экономич. корни христововерия и ускорили про­цесс его распада. В наст. вр. небольшие группы X. имеются в Там­бовской, Ростовской обл., Красно­дарском, Ставропольском краях и др. местах. Они ведут замкну­тый образ жизни, не участвуют в обществ, производстве.

ХРИСТОС - см. Иисус Христос.

ХУБИЛГАН (от монг. хувилах - возрождаться, перерождаться) - в ламаизме - наименование высших представителей духовенства, являющихся якобы земным воплоще­нием будд и бодхисатв или наибо­лее почитавшихся в прошлом про­поведников буддизма. X. рассмат­ривается верующими как „живой бог . Особым авторитетом пользовались далай-лама и панчэн-эртни.

ХУН СЮ-ЦЮАНЬ (1814-1864) - организатор и руководитель Тайпинского восстания 1850-1864 в Китае. В 1843 организовал ре­лиг. секту „Общество поклонения богу („Бай-шанди хуэй ), осно­ванную на христианстве англикан. толка, с целью подготовки свер­жения цинской монархии. Пропа­гандировал христ. идеи равенства всех людей, выступал против тра-диц. кит. религий.

ХУРДЭ - ламаист, молитв, „мельница , представляющая собой по­лый вращающийся барабан. X. устанавливаются во внутр. дворе дацана. Верующие опускают в X. бумажки с написанными на них молитвами и вращают ее. Это дей­ствие считается адекватным мо­литве.

ХУСЕЙН (626-680) - второй сын Али и Фатимы, третий имам из ди­настии шиитских имамов. Погиб в борьбе за власть. Был объявлен последователями шиизма велико­мучеником, погибшим за веру. От­мечаемый ежегодно шиитский тра­ур в месяц мухаррем с его кульми­нацией ашура связан с именем X.

ХУТБА (араб. - проповедь) - мусульм. молитва, читаемая гл. мул­лой в мечети в дни курбан-байра­ма, ураза-байрама, во время пят­ничных богослужений, в также во время неурожаев, эпидемий и т. д.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

НАБ - НЕФ

НАБУ - в вавилон. религии - бог мудрости, покровитель наук и искусств. Входил в число 12 осн. богов Вавилона и отождествлялся с планетой Меркурий. Культ Н...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...