Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ХАД - ХУТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ХАДЖЖ (араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом це­ремоний: прослушивание пропове­ди у горы Арафат, символич. мета­ние камней в дьявола, семикрат­ный обход вокруг Каабы, молитва, питье воды из источника Зам-зам и др. X. является одной из пяти осн. обязанностей мусульманина, к-рый „в состоянии совершить его . Он приурочивается к празд­нику жертвоприношения (курбан-байраму). Посещение Мекки в др. время с совершением всех ритуа­лов X. (кроме жертвоприношения) называется малым паломничест­вом (умра). Среди паломников из СССР большую часть составляют представители духовенства и учре­дителей религ. объединений.

ХАДЖИ - почетный титул мусуль­манина, совершившего хаджж. Мусульм. духовенство создает вокруг X. ореол особо „благочестивого человека.

ХАДИС (араб. - сообщение, рас­сказ) - короткий рассказ о выска­зываниях или поступках Мухам­меда. Состоит из 2 частей: в пер­вой перечисляются имена людей, передавших X., вплоть до того че­ловека, к-рый лично слышал изре­чение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. X. - источники права, нравственности и религ. предписа­ний. X., отобранные известными теологами 9 - 10 вв. и признанные ими „подлинными , составляют сунну - мусульм. „св. предание .

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) - основатель нем. экзистен­циализма. Рассматривал человеч. существование как „заботу , „за­брошенность , „падшесть , „бы-тие-к-смерти и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в „экзи-стенциал виновности человека, а спасение - в поиск подлинного бытия („Бытие и время , 1927). Впоследствии X. обратился к по­иску трансцендентного бытия в по­эзии и мифе, а совр. эпоху объя­вил „сумерками мира , когда че­ловек призван молчать о боге и го­товить ему встречу. Философия X. повлияла на совр. протест, и католич. богословие.

ХАЛИФ (араб, халифа - намест­ник, преемник) - духовный и свет­ский глава теократич. мусульм. гос-ва (халифата). Первые халифы (632-661) считались преемниками пророка Мухаммеда, а при Омейядах (661-750) - наместниками самого Аллаха. Начиная с 10 в. X. превратились в мусульм. перво­священников.

ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.

ХАЛЛАДЖ Хусейн ибн Мансур (ок. 858-922) - представитель наиболее крайнего направления в суфизме. Был странствующим проповедником. В отличие от др. суфиев, хранивших свое учение в тайне от непосвященных, откры­то проповедовал суфизм. X. резко расходился с ортодокс, богослова­ми в толковании осн. догматов ислама, отвергал ислам, обряд­ность. Был объявлен еретиком и казнен.

ХАМБО-ЛАМА (тибетск. настав­ник) - титул, присваиваемый ла­мам, занимающим видные места в иерархии духовенства ламаизма. В сочетании с приставкой санскр. происхождения „пандит („уче­ный ) - титул главы ламаист, ду­ховенства в царской России и в дореволюц. Монголии, где употреб­лялся в переводе на монг.: Номчэ - мыргэн - лама (букв. - „ученый мудрый лама ). В наст. вр. Пандит-х.-л. - титул председателя Центр, духовного управления буддистов (ЦДУБ) СССР.

ХАНАКА - см. Текке.

ХАНБАЛИТЫ   см. Мазхаб.

ХАНЖЕСТВО - отрицат. моральная характеристика, указывающая на несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его внутр. сути; показное благочестие, рас­считанное на “публику , и извле­чение из этого выгоды; зло, рядя­щееся в добро. X. может быть со-знат. лицемерием, циничным но­шением маски, но может быть и ложью самому себе, не вполне осо­знанным стремлением выделиться, завоевать доверие. Хотя в религ. проповедях осуждается X., рели­гия, выдвигая аскетич. идеалы, противоречащие естеств. желани­ям людей, побуждает к X. как ве­рующих, так и священнослужите­лей. Классич. лит. образы, вопло­щающие X., - Тартюф из одно­именной комедии Мольера, Фома Опискин из повести Ф. М. Достоев­ского „Село Степанчиково и его обитатели .

ХАНИФИЗМ - религ. движение в Аравии в 6 - нач. 7 в., предшест­вовавшее исламу и оказавшее на него влияние. Считается, что ислам при своем возникновении был од­ним из проявлений X. Ханифы вос­приняли нек-рые важные стороны иудаизма и христианства, пропове­довали монотеизм и аскетизм. Сторонники X. именовали бога Аллахом. Коран рассматривает их как последователей „веры прямо­ты . X. отражал стремление ара­бов к политич. объединению в пе­риод разложения первобытнооб-щин. строя.

ХАНИФИТЫ    см. Мазхаб.

ХАПИ - в др.-егип. религии - бог Нила, податель влаги и урожая. Изображался в виде тучного чело­века, держащего в руках сосуды с водой. Праздник X. приурочивался к началу разлива Нила.

ХАРИДЖИТЫ (от араб, хариджи - вышедший, восставший) - сторон­ники одного из течений в исламе, возникшего в 50-х гг. 7 в. Высту­пали за равенство всех мусульман, независимо от их происхождения и цвета кожи. По учению X., халифом может быть любой последова­тель ислама, избранный мусульм. общиной. Община же имеет право сместить неугодного халифа. X. отличала нетерпимость по отноше­нию к политич. и идеологич. про­тивникам, к-рые объявлялись „ве­роотступниками , подлежащими уничтожению. В наше время утра­тившие былую нетерпимость X.-ибадиты встречаются в Алжире, Тунисе, Ливии, Омане.

ХАРИЗМА - см. Благодать.

ХАРИТЫ — др.-греч. богини радо­сти и красоты. Считались дочерьми Зевса и Геры или Бахуса и Афро­диты. Изображались в виде моло­дых красивых женщин, одетых или обнаженных, часто с цветами и муз. инструментами в руках. В др.-римск. пантеоне X. соответ­ствовали грации.

ХАСАН (ок. 625-669) - второй имам из династии шиитских има­мов, старший сын Али и Фатимы. После смерти Али был провозгла­шен в 661 халифом, но за денеж­ное вознаграждение отказался от халифских прав в пользу правите­ля Сирии Муавия. Шииты считают, что X. был отравлен, и почитают его как мученика.

ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрийский (642-728) - один из пер­вых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а.-Б. отвергал мусульм. догмат о предо­пределении, признавал наличие сво­бодной воли у человека.

ХАСИДИЗМ (др.-евр. хасид - бла­гочестивый) — религ. движение среди евреев Польши и России, возникшее в нач. 18 в. На первых порах X. представлял религ. фор­му соц. протеста низов против гос­подства финанс. верхушки общин и поддерживавших ее раввинов. Однако вскоре X. утратил свой первонач. характер и превратился в откровенно мистич. течение в иудаизме. Перерождению X. спо­собствовали т. н. цадики („свя­тые ), занявшие еще более автори­тарные позиции по отношению к верующим, нежели раввины-ортодоксы. Основоположником X. считается Израиль Бешт (1700-1760). По представлениям X., бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека. Такой ре­лиг.-пантеистич. взгляд использо­вался для вывода о возможности „прямого контакта верующего с Шехиной в молитве, что делает ненужной талмудич. „ученость и раввинское посредничество. X. признает зло низш. ступенью доб­ра и связывает его с тем же Шехи­ной. Эти представления аккумули­ровались в т. н. доктрине радости, к-рая проявлялась в песнях и пляс­ках экстатич. по своему характеру хасидист. религ. культа, а также в отрицании аскетизма. В наши дни X. существует гл. обр. в фор­ме т. н. „хабад-хасидизма (возн. в кон. 18 в.), объединяющего ми­стику X. с раввинским богослови­ем. Осн. места распространения X. в наст. вр. - США и Израиль. Ми­стика X. в модернизированной форме („неохасидизм ) широко пропагандируется совр. апологета­ми иудаизма.

ХАТОР, Хатхор - в др.-егип. рели­гии — богиня любви и судьбы, бо­гиня неба. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Культ X., к-рая отожде­ствлялась с Сехмет, был распрост­ранен не только в Египте, но и за его пределами.

ХАФИЗ (наст, имя Шамседдин Мохаммед.ок. 1325-1389 или 1390) - перс. поэт. X. изучал богословие и прославился как „хафиз (чело­век, знающий Коран наизусть). По­эзии X., не избежавшего влияния суфизма и мистицизма, тем не ме­нее чужды аскетизм и безропотная покорность. В своих стихах поэт выступал против религ. запретов и предписаний шариата, призывал наслаждаться жизнью, стремиться к свободе личности. X. осуждал духовенство за лицемерие, ханже­ство, убожество мысли.

ХЕДЕР (др.-евр. - комната) - евр. начальная религ. школа, где изуча­лись лишь Пятикнижие Моисеево и Талмуд. Руководили X. меламеды - учителя, как правило невежественные в вопросах педагоги­ки и обучавшие по принципу „по­меньше науки, побольше розог .

ХЕРЕМ (др.-евр. - отсечение, от­торжение) - в иудаизме -прокля­тие, отлучение, связанное с унижа­ющим человеч. достоинство ритуа­лом. X. обрекал человека на пре­зрение со стороны единоверцев и на соц. изоляцию, а его труды, произведения — на уничтожение. 10 лет тяготел X. над вольнодум­цем Дакостой, был проклят равви­нами философ Спиноза. X. подвер­гались также революц. движения масс.

ХЕРУВИМЫ - в иуд. и христ. ми­фологии - одна из высш. (вторая после серафимов) категорий анге­лов в небесной иерархии. Изобра­жаются шестикрылыми со множе­ством глаз.

ХИДЖРА (араб. - переселение) - переезд Мухаммеда из Мекки в Ме­дину в 622. В честь этого события год X. был провозглашен началом мусульм. летосчисления, к-рое так­же получило название „X. . В но­ябре 1980 в соответствии с му­сульм. лунным календарем завер­шился 1400 год X. и начался его 15 в. Дата широко отмечалась в мусульм. мире и была использо­вана религ. орг-циями для усиле­ния пропаганды ислама.

ХИЛИАЗМ см.  Милленарии.

ХИМЕРА - 1) в др.-греч. мифоло­гии - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козла и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в искусстве ср.-век. готики X. называли изображения фантастич. чудовищ в соборной скульптуре.

ХИНАЯНА (санскр. - „малая ко­лесница , или „узкий путь спасе­ния) - наряду с махаяной одно из двух гл. направлений буддизма, его монаш. форма. В X. осн. значе­ние имеют личные усилия стремя­щегося освободиться от уз сансары путем восхождения к окончат, спасению (нирване) через множе­ство промежуточных воплощений. Канонич. оформление X. получила к 1 в. н. э., хотя осн. ее положения были сформулированы в более ранних текстах, в т. ч. в трипитаке. В дальнейшем X. распространилась гл. обр. в тех странах, куда мигри­ровало население из Вост. Индии (Шри-Ланка, гос-ва Индокитая). С течением времени в X. появился сложный пышный культ (напр., поклонение „зубу Будды в Канди), массовое паломничество к „св. местам буддизма и пр.

ХИРОМАНТИЯ  -  см. Мантика.

ХИРОТОНИЯ - см. Рукополо­жение.

ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ - специ фич. форма обряда причащения в нек-рых протест, церквах и сек­тах (еванг. христиане, баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесят­ники и др.). В отличие от католи­цизма и православия они не рас­сматривают X. как таинство, а счи­тают его обрядом, символизирую­щим духовное единство верующих. У еванг. христиан, баптистов, меннонитов и пятидесятников X. со­вершается в первое воскресенье каждого месяца; а у адвентистов - 4 раза в год (в первую субботу но­вого квартала). Адвентисты совер­шают перед X. обряд омовения ног.

ХЛЫСТЫ  —  см.  Христововеры.

ХНУМ - один из гл. богов в др.-егип. мифологии. Считался твор­цом мира и людей, источником плодородия.

ХОДЖА (перс. хадже - господин, хозяин) — почетный титул духов­ных лиц, состоят, чиновников, фе­одалов, в нек-рых случаях - поэ­тов и писателей. Его присваивали себе также представители крупной буржуазии, суфийские шейхи в Ср. Азии, на Индо-Пакистанском суб­континенте, в Иране.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - рус. философ-идеа­лист, богослов, поэт и драматург. Один из гл. идеологов славяно­фильства. Испытал влияние патристики и класс, нем. философии. Развивал учение о церкви как жи­вом „богочеловеческом организ­ме, в к-ром на основе любви к бо­гу рождается религ. соборность, духовн. свобода и братство. Идеа­лизируя православие, X. полагал, что оно преодолевает авторита­ризм католицизма и индивидуа­лизм протестантизма. Основу бы­тия, по X., составляет воля „всесущего разума , лишь в согласии с к-рым целостный дух человека (включающий веру) может по­стичь истину. В рус. крестьян, об­щине и православии он видел од­ну из важн. особенностей разви­тия России. X. выступал за отмену крепост. права, но в рамках самодерж. гос-ва.

ХРАМ - собират. термин для обо­значения зданий, в к-рых происхо­дит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в христиан­стве — собор, костел, кирха; в ис­ламе — мечеть; в иудаизме — сина­гога; в буддизме нет единого тер­мина и каждая страна имеет свой: тэра в Японии, вихара в Шри-Лан­ке, хурэ в Монголии, дацан в Бу­рятии и т. д. Здание X. как месго общения людей с богом в любой религии полисемантично. Напр., в христианстве и буддизме X. - это модель Вселенной, ориентиро­ванная по сторонам света. Каждая его деталь (архитектурная, жи­вописная и др.) строго регламен­тирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет нац. специфику, и его шедев­ры вошли в сокровищницу мир. культуры.

„ХРИСТИАНЕ ЗА СОЦИА­ЛИЗМ - соц.-политич. движение, организационно оформившееся на конференции в Сантьяго (Чили) в 1972, к-рая была созвана по ини­циативе группы чилийских свя­щенников, поддерживавших пра­вительство Народного единства во главе с С. Альенде. В заключит, до­кументе, принятом конференцией, признавалась борьба классов и со­держался призыв к верующим активно участвовать в освободит, борьбе во имя построения подлин­но свободного и справедливого со-циалистич. об-ва, что, по утвержде­нию авторов документа, полностью соответствует христ. вероучению. Хотя фашист. переворот 1973 на­нес существ, урон этому течению в Чили, оно продолжает развивать­ся в др. странах.

ХРИСТИАНСКАЯ МИРНАЯ КОН­ФЕРЕНЦИЯ - неправительств, орг-ция при Совете по экономич. и социальн. вопросам ООН, созданная в 1958. Объединяет религ. орг-ции 86 стран всех континентов. Сотруд­ничает с экуменич. и региональны­ми молодежными, женскими и др. религ. ассоциациями. ХМК разра­батывает с богосл. позиций вопро­сы ответственности христ. церквей за сохранение мира, разрядку меж-дународн. напряженности, высту­пает против применения оружия массового уничтожения, осуждает использование капелланов в арми­ях НАТО для пропаганды „бого­словия войны .

„ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА - ре­лиг. орг-ция протест, ориентации, возникшая в 70-х гг. 19 в. в США. Осн. ее принципы сформулирова­ны Мери Бекер-Эдди и состоят в том, что излечение людей от вся­кого рода болезней возможно лишь с помощью религ. веры. Мед. ме­тоды лечения при этом категориче­ски отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней лю­дей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол заключается в широко распространенном оши­бочном мнении о существовании , материи как объективной реаль­ности. Поэтому достаточно отка­заться от подобного заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, что­бы излечиться от различных неду­гов. Материя иллюзорна, так же как и болезни, страдания и смерть, порожденные ею. Единственной реальностью, подлинной основой и причиной всего сущего является разум, мысль, дух. Ссылаясь на евангелие, Бекер-Эдди утвержда­ла, что „чудо исцеления Христом больных стало возможным благодаря особому воздействию его ду­ха на больных. Мысли Бекер-Эдди были изложены в ее кн. „Наука и здоровье (18,75), „Единство Ве­ликого и нереальность болезни (1887), „Ретроспективность и ин-троспективность (1891). В 1879 в Бостоне ею была основана „Пер­вая церковь Христа-учителя , а в 1881 — „Метафизический кол­ледж . После смерти Бекер-Эдди руководство „X. н. перешло в руки правления директоров, по­жизненно занимающих свои посты и назначающих себе преемников. Деятельность совр. последовате­лей „X. н. заключается гл. обр. в изучении „трудов Бекер-Эдди, чтении Библии, пении гимнов и со­ставлении отчетов о лечении чле­нов общин.

ХРИСТИАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕ­СКИЕ ПАРТИИ (христианско-демократические, христианско-соци-альные, социал-христианские и т. п.) — влиятельная обществ .-по-литич. сила во мн. странах мира. Хотя многие X. п. п. зародились в кон. 19 - нач. 20 в., их актив­ность усилилась после второй мир. войны, когда правящие классы капиталистич. стран испытывали необходимость в замене прежних, „традиц. бурж. партий, скомпро­метировавших себя в довоенный и военный периоды. Возрождение старых и создание новых X. п. п. пользовалось поддержкой США. Именно X. п. п. стали в капитали­стич. странах осн. защитником существующего строя и оплотом буржуазии. В наст. вр. подавляю­щее большинство X. п. п. стоит на откровенно реакц. позициях. В об­ласти внутр. политики это под­держка монополий и бурж. гос-ва в ущерб интересам трудящихся масс. Нек-рые партии прикрывают­ся при этом концепциями „третье­го , христ. пути, рассуждениями о „рабочем самоуправлении и т. д. В основе политики мн. X. п. п. лежит антикоммунизм, опора на клерик. реакцию, ориентация на США и НАТО. Для идеологии этих X. п. п. характерна пропаганда т. н. христ. ценностей, борьба про­тив марксист.-ленин. учения. В по­следние годы в низах христ. пар-тий наблюдается отход от орто­докс, линии руководства. В ряде стран рядовые члены этих партий участвуют в забастовочной борьбе и антивоенном движении. Количе­ство рабочих в X. п. п. в последние годы сокращается. В парламент­ских фракциях X. п. п. капиталистич. стран немало ставленников монополий. Наибольшим влияни­ем X. п. п. пользуются в Зап. Евро­пе. Здесь в 17 странах имеется 21 такая партия с общей численно­стью около 3,3 млн. человек. Боль­шинство партий представлено в парламентах, местных органах власти. В Лат. Америке X. п. п. имеются почти во всех странах. Многие оказывают поддержку пра­вым, профашист, военным режи­мам, однако в последние десятиле­тия нек-рые из них в результате развития революц.- освободит, борьбы отмежевываются от этих режимов, критикуют капитали-стич. порядки и империалистич. политику США. В Азии X. п. п. имеются в Индонезии и Ливане. В ряде африкан. стран имеются небольшие политич. партии христ. толка, не оказывающие существ, влияния на политич. и обществ, жизнь. Есть X. п. п. и в социали-стич. странах: в ГДР - Христ.-демократич. союз, в Чехословакии - Чехословацкая народная партия. Обе партии действуют в рамках конституций своих стран.

ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКА­ЛИЗМ - исторически и идеологи­чески связанное с церковью на­правление реформист, профдвиже­ния. Его зарождение произошло в 80-х гг. 19 в., когда в зап.-европ. странах стали возникать первые христ. синдикаты. В 1920 образу­ется Международ, конфедерация христ. профсоюзов (МКХП). В ее состав вошли 11 зап.-европ. профцентров, объединявших в своих рядах около 3366 тыс. человек. Идейн. основой МКХП стало соц. католич. учение, сформулирован­ное в папской энциклике ,,Рерум новарум . Изменения, происшед­шие с тех пор в мире и в самом христ. профдвижении, привели к перестройке основ его деятель­ности,   выразившейся   в   отказе МКХП, переименованной в 1968 в Всемирн. конфедерацию труда (ВКТ), от односторонней ориента­ции на соц. учение католицизма, в принятии в 1973 новой „социалистич. ориентации в духе одного из вариантов реформист, концеп­ции „демократии, социализма . Этот сдвиг в международ, христ. профдвижении способствовал ук­реплению его влияния среди тру­дящихся. В наст. вр. ВКТ объеди­няет в своих рядах около 15 млн. человек из 84 нац. профцентров 80 стран всех континентов. В рам­ках ВКТ действует 12 международ, отраслевых объединений. Она име­ет также региональные орг-ции: Латиноамер. профцентр трудя­щихся (ЛАПТ) и Азиат, профсо­юзное братство (БАТУ). Действо­вавшие до недавнего времени реги­ональные орг-ции ВКТ в Европе - Европ. организация (ЕО) и в Аф­рике - Панафрикан. объединение верующих трудящихся (ПОВТ) приняли в 1974 решение о само­роспуске и вступлении своих чле­нов соответственно в Европ. кон­федерацию профсоюзов (ЕКП) и в Орг-цию африкан. профсоюзного единства (ОАПЕ).

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - направление обществ, мысли, стре­мящееся придать христианству социалистич. окраску; возникло в 30—40-х гг. 19 в. как разновид­ность феод, социализма. С самого начала X. с. отличался разнообра­зием форм. Мн. деятели X. с. иск­ренне стремятся избавить эксплуа­тируемых от бедствий, подневоль­ного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование и т. д.). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. раз­новидностей бурж. идеологии, про­тивостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Осо­бую роль в попытке придать христ. религии новую соц. окраску и приспособить ее к совр. историч. условиям играют католич. цер­ковь, к-рая активно модернизиру­ет свою соц. доктрину (см. Энцик­лики пап социальные), и выступа­ющие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, проф­союзы и др. светские католич. орг-ции, программные документы к-рых включают в себя мн. поло­жения X. с. Идеология X. с. есть попытка дать альтернативу ком-мунистич. программе преобразо­вания мира, отколоть от коммуни-стич. и рабочих партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформиро­ванном виде идеи X. с. присущи миллионам верующих, к-рые в совр. историч. условиях все ак­тивнее участвуют в общедемокра-тич., особенно антивоенных и клас, движениях и к-рые облекают свои стремления к соц. благоденствию, миру и социализму в религ. фор­мы. В условиях прогрес. секуля­ризации широких слоев верую­щих, роста их клас. самосознания и популярности идей науч. социа­лизма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако в конечном итоге они вы­ступают как соц. реформисты, ра­тующие за совершенствование бурж. обществ, отношений, имея в виду сохранение в той или иной мере права частной собственности на орудия и средства производ­ства, на ее наследование, на ис­пользование наемного труда и т. д.

ХРИСТИАНСТВО - одна из мир. религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римск. империи как религия угнетенных, искавших из­бавления от бесчеловеч. условий жизни в приходе мессии (спасите­ля). Христ. идея воздаяния обеща­ла страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Ф. Энгельс подчер­кивал, что „только надеждой на воздаяние в потустороннем мире можно было возвести стоико-филоновское самоотречение от мира и аскетизм в один из основных этических принципов новой миро­вой религии, способной увлечь угнетенные народные массы (т. 22, с. 484). Со временем X. было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в нач. 4 в. в гос. религию Римск. империи. Относительно  быстрому распространению X. среди различных соц. и этнич. групп империи способст­вовали его космополитизм, мисси­онер, деятельность, абстрактность обществ.-политич. и нравств. прин­ципов, нивелировка клас. и нац. различий. Гл. в X. - учение о мифич. богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, к-рый сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христ. учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Привержен­цам X. внушается, что они должны выполнять заповеди Христа, без­ропотно переносить тяготы жизни, как это делал сам Христос, а воз­даяние за это они получат в буду­щем, загробном мире. На форми­рование идеологии X. заметное влияние оказали вост. культы, мессиан. иуд. секты (напр., эссены), иуд.-греч. философия (учение о логосе Филона Александрийско­го), поздний стоицизм. Первонач. X. не были известны появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплоще-нии, крещении, причащении и др. догматы. Процесс формирования христ. догматики растянулся на несколько столетий. Сформулиро­ванный Никейским и Константиноп. вселен. соборами символ ве­ры неоднократно дополнялся и изменялся. Как до соборов, так и в процессе их деятельности между региональными христ. объединени­ями велись ожесточенные споры по вопросам понимания различ­ных догматов. Еще более длитель­ной была борьба, связанная с раз­личным отношением к нек-рым обрядам, почитанию икон и т. д. В организац. отношении X. никог­да не представляло собой единого целого. В процессе своего разви­тия X. распалось на 3 осн. ветви: православие, католицизм и проте­стантизм. В свою очередь, в каж­дом из них выделились различные течения, направления, группы, сек­ты. В наст. вр. наблюдается глубо­кий кризис X. Проявлениями это­го кризиса является соц.-политич. дифференциация христ. церквей и духовенства, появление левых течений и групп, ориентирующихся на прогрес. силы, пересмотр преж­них откровенно прокапиталистич. доктрин и установок, интеграция различных христ. конфессий, осо­бенно заметных в экуменич. дви­жении и деятельности Всемирн. совета церквей. Адаптация христ. объединений к условиям социали-стич. действительности определила коренной пересмотр их соц.-политич.  ориентации.

ХРИСТОВОВЕРЫ, „люди божьи , хлысты - одна из форм старого рус. сектантства, возникшая во вт. пол. 17 в. в центр, губ. России сре­ди оброчных крестьян. Основате­лем христововерия считается кост­ромской крестьянин Даниил Фи­липпович. По соц. содержанию уче­ние X., отличавшееся крайним аскетизмом и мистицизмом, выра­жало протест части крестьянства против помещиков и правосл. ду­ховенства. X. отвергали авторитет церкви во имя авторитета „св. духа . Их моления (радения) пред­ставляли собой коллективные пляски с „хождением в духе , с самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами, в результате к-рых верующие впадали в состоя­ние религ. экстаза. Характерная черта первонач. христововерия - строжайший аскетизм, вплоть до отказа от семьи и брака. Последо­ватели христововерия объединя­лись в общины - „корабли во главе с „христами и „богородица­ми (по учению X., Христос может вселиться в каждого верующего). Во вт. пол. 19 в. среди X. ведущую роль стали играть бурж. элементы, предприниматели, торговцы. В свя­зи с этим в таких течениях христо­воверия, как „Старый и „Новый Израиль , происходит ослабление мистицизма и аскетизма, наблюда­ются попытки реформировать христововерие по церк. образцу. Цар­ское правительство и правосл. церковь преследовали X. Нек-рые из них (часть последователей „Но­вого Израиля ) эмигрировали в нач. 20 в. в Уругвай. Социали-стич. преобразования в деревне подорвали соц-экономич. корни христововерия и ускорили про­цесс его распада. В наст. вр. небольшие группы X. имеются в Там­бовской, Ростовской обл., Красно­дарском, Ставропольском краях и др. местах. Они ведут замкну­тый образ жизни, не участвуют в обществ, производстве.

ХРИСТОС - см. Иисус Христос.

ХУБИЛГАН (от монг. хувилах - возрождаться, перерождаться) - в ламаизме - наименование высших представителей духовенства, являющихся якобы земным воплоще­нием будд и бодхисатв или наибо­лее почитавшихся в прошлом про­поведников буддизма. X. рассмат­ривается верующими как „живой бог . Особым авторитетом пользовались далай-лама и панчэн-эртни.

ХУН СЮ-ЦЮАНЬ (1814-1864) - организатор и руководитель Тайпинского восстания 1850-1864 в Китае. В 1843 организовал ре­лиг. секту „Общество поклонения богу („Бай-шанди хуэй ), осно­ванную на христианстве англикан. толка, с целью подготовки свер­жения цинской монархии. Пропа­гандировал христ. идеи равенства всех людей, выступал против тра-диц. кит. религий.

ХУРДЭ - ламаист, молитв, „мельница , представляющая собой по­лый вращающийся барабан. X. устанавливаются во внутр. дворе дацана. Верующие опускают в X. бумажки с написанными на них молитвами и вращают ее. Это дей­ствие считается адекватным мо­литве.

ХУСЕЙН (626-680) - второй сын Али и Фатимы, третий имам из ди­настии шиитских имамов. Погиб в борьбе за власть. Был объявлен последователями шиизма велико­мучеником, погибшим за веру. От­мечаемый ежегодно шиитский тра­ур в месяц мухаррем с его кульми­нацией ашура связан с именем X.

ХУТБА (араб. - проповедь) - мусульм. молитва, читаемая гл. мул­лой в мечети в дни курбан-байра­ма, ураза-байрама, во время пят­ничных богослужений, в также во время неурожаев, эпидемий и т. д.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Словарь Атеиста:

НИБ - НЬЯ

НИБУР Рейнхольд (1892-1971) - амер. теолог, один из крупнейших в совр. протестантизме. Кризис, потрясший в кон. 20-х гг...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...