ХАД - ХУТ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ХАДЖЖ (араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом церемоний: прослушивание проповеди у горы Арафат, символич. метание камней в дьявола, семикратный обход вокруг Каабы, молитва, питье воды из источника Зам-зам и др. X. является одной из пяти осн. обязанностей мусульманина, к-рый „в состоянии совершить его . Он приурочивается к празднику жертвоприношения (курбан-байраму). Посещение Мекки в др. время с совершением всех ритуалов X. (кроме жертвоприношения) называется малым паломничеством (умра). Среди паломников из СССР большую часть составляют представители духовенства и учредителей религ. объединений.
ХАДЖИ - почетный титул мусульманина, совершившего хаджж. Мусульм. духовенство создает вокруг X. ореол особо „благочестивого человека.
ХАДИС (араб. - сообщение, рассказ) - короткий рассказ о высказываниях или поступках Мухаммеда. Состоит из 2 частей: в первой перечисляются имена людей, передавших X., вплоть до того человека, к-рый лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. X. - источники права, нравственности и религ. предписаний. X., отобранные известными теологами 9 - 10 вв. и признанные ими „подлинными , составляют сунну - мусульм. „св. предание .
ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) - основатель нем. экзистенциализма. Рассматривал человеч. существование как „заботу , „заброшенность , „падшесть , „бы-тие-к-смерти и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в „экзи-стенциал виновности человека, а спасение - в поиск подлинного бытия („Бытие и время , 1927). Впоследствии X. обратился к поиску трансцендентного бытия в поэзии и мифе, а совр. эпоху объявил „сумерками мира , когда человек призван молчать о боге и готовить ему встречу. Философия X. повлияла на совр. протест, и католич. богословие.
ХАЛИФ (араб, халифа - наместник, преемник) - духовный и светский глава теократич. мусульм. гос-ва (халифата). Первые халифы (632-661) считались преемниками пророка Мухаммеда, а при Омейядах (661-750) - наместниками самого Аллаха. Начиная с 10 в. X. превратились в мусульм. первосвященников.
ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.
ХАЛЛАДЖ Хусейн ибн Мансур (ок. 858-922) - представитель наиболее крайнего направления в суфизме. Был странствующим проповедником. В отличие от др. суфиев, хранивших свое учение в тайне от непосвященных, открыто проповедовал суфизм. X. резко расходился с ортодокс, богословами в толковании осн. догматов ислама, отвергал ислам, обрядность. Был объявлен еретиком и казнен.
ХАМБО-ЛАМА (тибетск. наставник) - титул, присваиваемый ламам, занимающим видные места в иерархии духовенства ламаизма. В сочетании с приставкой санскр. происхождения „пандит („ученый ) - титул главы ламаист, духовенства в царской России и в дореволюц. Монголии, где употреблялся в переводе на монг.: Номчэ - мыргэн - лама (букв. - „ученый мудрый лама ). В наст. вр. Пандит-х.-л. - титул председателя Центр, духовного управления буддистов (ЦДУБ) СССР.
ХАНАКА - см. Текке.
ХАНБАЛИТЫ см. Мазхаб.
ХАНЖЕСТВО - отрицат. моральная характеристика, указывающая на несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его внутр. сути; показное благочестие, рассчитанное на “публику , и извлечение из этого выгоды; зло, рядящееся в добро. X. может быть со-знат. лицемерием, циничным ношением маски, но может быть и ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие. Хотя в религ. проповедях осуждается X., религия, выдвигая аскетич. идеалы, противоречащие естеств. желаниям людей, побуждает к X. как верующих, так и священнослужителей. Классич. лит. образы, воплощающие X., - Тартюф из одноименной комедии Мольера, Фома Опискин из повести Ф. М. Достоевского „Село Степанчиково и его обитатели .
ХАНИФИЗМ - религ. движение в Аравии в 6 - нач. 7 в., предшествовавшее исламу и оказавшее на него влияние. Считается, что ислам при своем возникновении был одним из проявлений X. Ханифы восприняли нек-рые важные стороны иудаизма и христианства, проповедовали монотеизм и аскетизм. Сторонники X. именовали бога Аллахом. Коран рассматривает их как последователей „веры прямоты . X. отражал стремление арабов к политич. объединению в период разложения первобытнооб-щин. строя.
ХАНИФИТЫ см. Мазхаб.
ХАПИ - в др.-егип. религии - бог Нила, податель влаги и урожая. Изображался в виде тучного человека, держащего в руках сосуды с водой. Праздник X. приурочивался к началу разлива Нила.
ХАРИДЖИТЫ (от араб, хариджи - вышедший, восставший) - сторонники одного из течений в исламе, возникшего в 50-х гг. 7 в. Выступали за равенство всех мусульман, независимо от их происхождения и цвета кожи. По учению X., халифом может быть любой последователь ислама, избранный мусульм. общиной. Община же имеет право сместить неугодного халифа. X. отличала нетерпимость по отношению к политич. и идеологич. противникам, к-рые объявлялись „вероотступниками , подлежащими уничтожению. В наше время утратившие былую нетерпимость X.-ибадиты встречаются в Алжире, Тунисе, Ливии, Омане.
ХАРИЗМА - см. Благодать.
ХАРИТЫ — др.-греч. богини радости и красоты. Считались дочерьми Зевса и Геры или Бахуса и Афродиты. Изображались в виде молодых красивых женщин, одетых или обнаженных, часто с цветами и муз. инструментами в руках. В др.-римск. пантеоне X. соответствовали грации.
ХАСАН (ок. 625-669) - второй имам из династии шиитских имамов, старший сын Али и Фатимы. После смерти Али был провозглашен в 661 халифом, но за денежное вознаграждение отказался от халифских прав в пользу правителя Сирии Муавия. Шииты считают, что X. был отравлен, и почитают его как мученика.
ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрийский (642-728) - один из первых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а.-Б. отвергал мусульм. догмат о предопределении, признавал наличие свободной воли у человека.
ХАСИДИЗМ (др.-евр. хасид - благочестивый) — религ. движение среди евреев Польши и России, возникшее в нач. 18 в. На первых порах X. представлял религ. форму соц. протеста низов против господства финанс. верхушки общин и поддерживавших ее раввинов. Однако вскоре X. утратил свой первонач. характер и превратился в откровенно мистич. течение в иудаизме. Перерождению X. способствовали т. н. цадики („святые ), занявшие еще более авторитарные позиции по отношению к верующим, нежели раввины-ортодоксы. Основоположником X. считается Израиль Бешт (1700-1760). По представлениям X., бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека. Такой религ.-пантеистич. взгляд использовался для вывода о возможности „прямого контакта верующего с Шехиной в молитве, что делает ненужной талмудич. „ученость и раввинское посредничество. X. признает зло низш. ступенью добра и связывает его с тем же Шехиной. Эти представления аккумулировались в т. н. доктрине радости, к-рая проявлялась в песнях и плясках экстатич. по своему характеру хасидист. религ. культа, а также в отрицании аскетизма. В наши дни X. существует гл. обр. в форме т. н. „хабад-хасидизма (возн. в кон. 18 в.), объединяющего мистику X. с раввинским богословием. Осн. места распространения X. в наст. вр. - США и Израиль. Мистика X. в модернизированной форме („неохасидизм ) широко пропагандируется совр. апологетами иудаизма.
ХАТОР, Хатхор - в др.-егип. религии — богиня любви и судьбы, богиня неба. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Культ X., к-рая отождествлялась с Сехмет, был распространен не только в Египте, но и за его пределами.
ХАФИЗ (наст, имя Шамседдин Мохаммед.ок. 1325-1389 или 1390) - перс. поэт. X. изучал богословие и прославился как „хафиз (человек, знающий Коран наизусть). Поэзии X., не избежавшего влияния суфизма и мистицизма, тем не менее чужды аскетизм и безропотная покорность. В своих стихах поэт выступал против религ. запретов и предписаний шариата, призывал наслаждаться жизнью, стремиться к свободе личности. X. осуждал духовенство за лицемерие, ханжество, убожество мысли.
ХЕДЕР (др.-евр. - комната) - евр. начальная религ. школа, где изучались лишь Пятикнижие Моисеево и Талмуд. Руководили X. меламеды - учителя, как правило невежественные в вопросах педагогики и обучавшие по принципу „поменьше науки, побольше розог .
ХЕРЕМ (др.-евр. - отсечение, отторжение) - в иудаизме -проклятие, отлучение, связанное с унижающим человеч. достоинство ритуалом. X. обрекал человека на презрение со стороны единоверцев и на соц. изоляцию, а его труды, произведения — на уничтожение. 10 лет тяготел X. над вольнодумцем Дакостой, был проклят раввинами философ Спиноза. X. подвергались также революц. движения масс.
ХЕРУВИМЫ - в иуд. и христ. мифологии - одна из высш. (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.
ХИДЖРА (араб. - переселение) - переезд Мухаммеда из Мекки в Медину в 622. В честь этого события год X. был провозглашен началом мусульм. летосчисления, к-рое также получило название „X. . В ноябре 1980 в соответствии с мусульм. лунным календарем завершился 1400 год X. и начался его 15 в. Дата широко отмечалась в мусульм. мире и была использована религ. орг-циями для усиления пропаганды ислама.
ХИЛИАЗМ см. Милленарии.
ХИМЕРА - 1) в др.-греч. мифологии - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козла и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в искусстве ср.-век. готики X. называли изображения фантастич. чудовищ в соборной скульптуре.
ХИНАЯНА (санскр. - „малая колесница , или „узкий путь спасения) - наряду с махаяной одно из двух гл. направлений буддизма, его монаш. форма. В X. осн. значение имеют личные усилия стремящегося освободиться от уз сансары путем восхождения к окончат, спасению (нирване) через множество промежуточных воплощений. Канонич. оформление X. получила к 1 в. н. э., хотя осн. ее положения были сформулированы в более ранних текстах, в т. ч. в трипитаке. В дальнейшем X. распространилась гл. обр. в тех странах, куда мигрировало население из Вост. Индии (Шри-Ланка, гос-ва Индокитая). С течением времени в X. появился сложный пышный культ (напр., поклонение „зубу Будды в Канди), массовое паломничество к „св. местам буддизма и пр.
ХИРОМАНТИЯ - см. Мантика.
ХИРОТОНИЯ - см. Рукоположение.
ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ - специ фич. форма обряда причащения в нек-рых протест, церквах и сектах (еванг. христиане, баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесятники и др.). В отличие от католицизма и православия они не рассматривают X. как таинство, а считают его обрядом, символизирующим духовное единство верующих. У еванг. христиан, баптистов, меннонитов и пятидесятников X. совершается в первое воскресенье каждого месяца; а у адвентистов - 4 раза в год (в первую субботу нового квартала). Адвентисты совершают перед X. обряд омовения ног.
ХЛЫСТЫ — см. Христововеры.
ХНУМ - один из гл. богов в др.-егип. мифологии. Считался творцом мира и людей, источником плодородия.
ХОДЖА (перс. хадже - господин, хозяин) — почетный титул духовных лиц, состоят, чиновников, феодалов, в нек-рых случаях - поэтов и писателей. Его присваивали себе также представители крупной буржуазии, суфийские шейхи в Ср. Азии, на Индо-Пакистанском субконтиненте, в Иране.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - рус. философ-идеалист, богослов, поэт и драматург. Один из гл. идеологов славянофильства. Испытал влияние патристики и класс, нем. философии. Развивал учение о церкви как живом „богочеловеческом организме, в к-ром на основе любви к богу рождается религ. соборность, духовн. свобода и братство. Идеализируя православие, X. полагал, что оно преодолевает авторитаризм католицизма и индивидуализм протестантизма. Основу бытия, по X., составляет воля „всесущего разума , лишь в согласии с к-рым целостный дух человека (включающий веру) может постичь истину. В рус. крестьян, общине и православии он видел одну из важн. особенностей развития России. X. выступал за отмену крепост. права, но в рамках самодерж. гос-ва.
ХРАМ - собират. термин для обозначения зданий, в к-рых происходит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в христианстве — собор, костел, кирха; в исламе — мечеть; в иудаизме — синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тэра в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как месго общения людей с богом в любой религии полисемантично. Напр., в христианстве и буддизме X. - это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь (архитектурная, живописная и др.) строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет нац. специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мир. культуры.
„ХРИСТИАНЕ ЗА СОЦИАЛИЗМ - соц.-политич. движение, организационно оформившееся на конференции в Сантьяго (Чили) в 1972, к-рая была созвана по инициативе группы чилийских священников, поддерживавших правительство Народного единства во главе с С. Альенде. В заключит, документе, принятом конференцией, признавалась борьба классов и содержался призыв к верующим активно участвовать в освободит, борьбе во имя построения подлинно свободного и справедливого со-циалистич. об-ва, что, по утверждению авторов документа, полностью соответствует христ. вероучению. Хотя фашист. переворот 1973 нанес существ, урон этому течению в Чили, оно продолжает развиваться в др. странах.
ХРИСТИАНСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - неправительств, орг-ция при Совете по экономич. и социальн. вопросам ООН, созданная в 1958. Объединяет религ. орг-ции 86 стран всех континентов. Сотрудничает с экуменич. и региональными молодежными, женскими и др. религ. ассоциациями. ХМК разрабатывает с богосл. позиций вопросы ответственности христ. церквей за сохранение мира, разрядку меж-дународн. напряженности, выступает против применения оружия массового уничтожения, осуждает использование капелланов в армиях НАТО для пропаганды „богословия войны .
„ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА - религ. орг-ция протест, ориентации, возникшая в 70-х гг. 19 в. в США. Осн. ее принципы сформулированы Мери Бекер-Эдди и состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религ. веры. Мед. методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол заключается в широко распространенном ошибочном мнении о существовании , материи как объективной реальности. Поэтому достаточно отказаться от подобного заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от различных недугов. Материя иллюзорна, так же как и болезни, страдания и смерть, порожденные ею. Единственной реальностью, подлинной основой и причиной всего сущего является разум, мысль, дух. Ссылаясь на евангелие, Бекер-Эдди утверждала, что „чудо исцеления Христом больных стало возможным благодаря особому воздействию его духа на больных. Мысли Бекер-Эдди были изложены в ее кн. „Наука и здоровье (18,75), „Единство Великого и нереальность болезни (1887), „Ретроспективность и ин-троспективность (1891). В 1879 в Бостоне ею была основана „Первая церковь Христа-учителя , а в 1881 — „Метафизический колледж . После смерти Бекер-Эдди руководство „X. н. перешло в руки правления директоров, пожизненно занимающих свои посты и назначающих себе преемников. Деятельность совр. последователей „X. н. заключается гл. обр. в изучении „трудов Бекер-Эдди, чтении Библии, пении гимнов и составлении отчетов о лечении членов общин.
ХРИСТИАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (христианско-демократические, христианско-соци-альные, социал-христианские и т. п.) — влиятельная обществ .-по-литич. сила во мн. странах мира. Хотя многие X. п. п. зародились в кон. 19 - нач. 20 в., их активность усилилась после второй мир. войны, когда правящие классы капиталистич. стран испытывали необходимость в замене прежних, „традиц. бурж. партий, скомпрометировавших себя в довоенный и военный периоды. Возрождение старых и создание новых X. п. п. пользовалось поддержкой США. Именно X. п. п. стали в капиталистич. странах осн. защитником существующего строя и оплотом буржуазии. В наст. вр. подавляющее большинство X. п. п. стоит на откровенно реакц. позициях. В области внутр. политики это поддержка монополий и бурж. гос-ва в ущерб интересам трудящихся масс. Нек-рые партии прикрываются при этом концепциями „третьего , христ. пути, рассуждениями о „рабочем самоуправлении и т. д. В основе политики мн. X. п. п. лежит антикоммунизм, опора на клерик. реакцию, ориентация на США и НАТО. Для идеологии этих X. п. п. характерна пропаганда т. н. христ. ценностей, борьба против марксист.-ленин. учения. В последние годы в низах христ. пар-тий наблюдается отход от ортодокс, линии руководства. В ряде стран рядовые члены этих партий участвуют в забастовочной борьбе и антивоенном движении. Количество рабочих в X. п. п. в последние годы сокращается. В парламентских фракциях X. п. п. капиталистич. стран немало ставленников монополий. Наибольшим влиянием X. п. п. пользуются в Зап. Европе. Здесь в 17 странах имеется 21 такая партия с общей численностью около 3,3 млн. человек. Большинство партий представлено в парламентах, местных органах власти. В Лат. Америке X. п. п. имеются почти во всех странах. Многие оказывают поддержку правым, профашист, военным режимам, однако в последние десятилетия нек-рые из них в результате развития революц.- освободит, борьбы отмежевываются от этих режимов, критикуют капитали-стич. порядки и империалистич. политику США. В Азии X. п. п. имеются в Индонезии и Ливане. В ряде африкан. стран имеются небольшие политич. партии христ. толка, не оказывающие существ, влияния на политич. и обществ, жизнь. Есть X. п. п. и в социали-стич. странах: в ГДР - Христ.-демократич. союз, в Чехословакии - Чехословацкая народная партия. Обе партии действуют в рамках конституций своих стран.
ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКАЛИЗМ - исторически и идеологически связанное с церковью направление реформист, профдвижения. Его зарождение произошло в 80-х гг. 19 в., когда в зап.-европ. странах стали возникать первые христ. синдикаты. В 1920 образуется Международ, конфедерация христ. профсоюзов (МКХП). В ее состав вошли 11 зап.-европ. профцентров, объединявших в своих рядах около 3366 тыс. человек. Идейн. основой МКХП стало соц. католич. учение, сформулированное в папской энциклике ,,Рерум новарум . Изменения, происшедшие с тех пор в мире и в самом христ. профдвижении, привели к перестройке основ его деятельности, выразившейся в отказе МКХП, переименованной в 1968 в Всемирн. конфедерацию труда (ВКТ), от односторонней ориентации на соц. учение католицизма, в принятии в 1973 новой „социалистич. ориентации в духе одного из вариантов реформист, концепции „демократии, социализма . Этот сдвиг в международ, христ. профдвижении способствовал укреплению его влияния среди трудящихся. В наст. вр. ВКТ объединяет в своих рядах около 15 млн. человек из 84 нац. профцентров 80 стран всех континентов. В рамках ВКТ действует 12 международ, отраслевых объединений. Она имеет также региональные орг-ции: Латиноамер. профцентр трудящихся (ЛАПТ) и Азиат, профсоюзное братство (БАТУ). Действовавшие до недавнего времени региональные орг-ции ВКТ в Европе - Европ. организация (ЕО) и в Африке - Панафрикан. объединение верующих трудящихся (ПОВТ) приняли в 1974 решение о самороспуске и вступлении своих членов соответственно в Европ. конфедерацию профсоюзов (ЕКП) и в Орг-цию африкан. профсоюзного единства (ОАПЕ).
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - направление обществ, мысли, стремящееся придать христианству социалистич. окраску; возникло в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность феод, социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм. Мн. деятели X. с. искренне стремятся избавить эксплуатируемых от бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование и т. д.). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Особую роль в попытке придать христ. религии новую соц. окраску и приспособить ее к совр. историч. условиям играют католич. церковь, к-рая активно модернизирует свою соц. доктрину (см. Энциклики пап социальные), и выступающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. орг-ции, программные документы к-рых включают в себя мн. положения X. с. Идеология X. с. есть попытка дать альтернативу ком-мунистич. программе преобразования мира, отколоть от коммуни-стич. и рабочих партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформированном виде идеи X. с. присущи миллионам верующих, к-рые в совр. историч. условиях все активнее участвуют в общедемокра-тич., особенно антивоенных и клас, движениях и к-рые облекают свои стремления к соц. благоденствию, миру и социализму в религ. формы. В условиях прогрес. секуляризации широких слоев верующих, роста их клас. самосознания и популярности идей науч. социализма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако в конечном итоге они выступают как соц. реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ, отношений, имея в виду сохранение в той или иной мере права частной собственности на орудия и средства производства, на ее наследование, на использование наемного труда и т. д.
ХРИСТИАНСТВО - одна из мир. религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римск. империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловеч. условий жизни в приходе мессии (спасителя). Христ. идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Ф. Энгельс подчеркивал, что „только надеждой на воздаяние в потустороннем мире можно было возвести стоико-филоновское самоотречение от мира и аскетизм в один из основных этических принципов новой мировой религии, способной увлечь угнетенные народные массы (т. 22, с. 484). Со временем X. было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в нач. 4 в. в гос. религию Римск. империи. Относительно быстрому распространению X. среди различных соц. и этнич. групп империи способствовали его космополитизм, миссионер, деятельность, абстрактность обществ.-политич. и нравств. принципов, нивелировка клас. и нац. различий. Гл. в X. - учение о мифич. богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, к-рый сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христ. учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцам X. внушается, что они должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни, как это делал сам Христос, а воздаяние за это они получат в будущем, загробном мире. На формирование идеологии X. заметное влияние оказали вост. культы, мессиан. иуд. секты (напр., эссены), иуд.-греч. философия (учение о логосе Филона Александрийского), поздний стоицизм. Первонач. X. не были известны появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплоще-нии, крещении, причащении и др. догматы. Процесс формирования христ. догматики растянулся на несколько столетий. Сформулированный Никейским и Константиноп. вселен. соборами символ веры неоднократно дополнялся и изменялся. Как до соборов, так и в процессе их деятельности между региональными христ. объединениями велись ожесточенные споры по вопросам понимания различных догматов. Еще более длительной была борьба, связанная с различным отношением к нек-рым обрядам, почитанию икон и т. д. В организац. отношении X. никогда не представляло собой единого целого. В процессе своего развития X. распалось на 3 осн. ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь, в каждом из них выделились различные течения, направления, группы, секты. В наст. вр. наблюдается глубокий кризис X. Проявлениями этого кризиса является соц.-политич. дифференциация христ. церквей и духовенства, появление левых течений и групп, ориентирующихся на прогрес. силы, пересмотр прежних откровенно прокапиталистич. доктрин и установок, интеграция различных христ. конфессий, особенно заметных в экуменич. движении и деятельности Всемирн. совета церквей. Адаптация христ. объединений к условиям социали-стич. действительности определила коренной пересмотр их соц.-политич. ориентации.
ХРИСТОВОВЕРЫ, „люди божьи , хлысты - одна из форм старого рус. сектантства, возникшая во вт. пол. 17 в. в центр, губ. России среди оброчных крестьян. Основателем христововерия считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. По соц. содержанию учение X., отличавшееся крайним аскетизмом и мистицизмом, выражало протест части крестьянства против помещиков и правосл. духовенства. X. отвергали авторитет церкви во имя авторитета „св. духа . Их моления (радения) представляли собой коллективные пляски с „хождением в духе , с самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами, в результате к-рых верующие впадали в состояние религ. экстаза. Характерная черта первонач. христововерия - строжайший аскетизм, вплоть до отказа от семьи и брака. Последователи христововерия объединялись в общины - „корабли во главе с „христами и „богородицами (по учению X., Христос может вселиться в каждого верующего). Во вт. пол. 19 в. среди X. ведущую роль стали играть бурж. элементы, предприниматели, торговцы. В связи с этим в таких течениях христововерия, как „Старый и „Новый Израиль , происходит ослабление мистицизма и аскетизма, наблюдаются попытки реформировать христововерие по церк. образцу. Царское правительство и правосл. церковь преследовали X. Нек-рые из них (часть последователей „Нового Израиля ) эмигрировали в нач. 20 в. в Уругвай. Социали-стич. преобразования в деревне подорвали соц-экономич. корни христововерия и ускорили процесс его распада. В наст. вр. небольшие группы X. имеются в Тамбовской, Ростовской обл., Краснодарском, Ставропольском краях и др. местах. Они ведут замкнутый образ жизни, не участвуют в обществ, производстве.
ХРИСТОС - см. Иисус Христос.
ХУБИЛГАН (от монг. хувилах - возрождаться, перерождаться) - в ламаизме - наименование высших представителей духовенства, являющихся якобы земным воплощением будд и бодхисатв или наиболее почитавшихся в прошлом проповедников буддизма. X. рассматривается верующими как „живой бог . Особым авторитетом пользовались далай-лама и панчэн-эртни.
ХУН СЮ-ЦЮАНЬ (1814-1864) - организатор и руководитель Тайпинского восстания 1850-1864 в Китае. В 1843 организовал религ. секту „Общество поклонения богу („Бай-шанди хуэй ), основанную на христианстве англикан. толка, с целью подготовки свержения цинской монархии. Пропагандировал христ. идеи равенства всех людей, выступал против тра-диц. кит. религий.
ХУРДЭ - ламаист, молитв, „мельница , представляющая собой полый вращающийся барабан. X. устанавливаются во внутр. дворе дацана. Верующие опускают в X. бумажки с написанными на них молитвами и вращают ее. Это действие считается адекватным молитве.
ХУСЕЙН (626-680) - второй сын Али и Фатимы, третий имам из династии шиитских имамов. Погиб в борьбе за власть. Был объявлен последователями шиизма великомучеником, погибшим за веру. Отмечаемый ежегодно шиитский траур в месяц мухаррем с его кульминацией ашура связан с именем X.
ХУТБА (араб. - проповедь) - мусульм. молитва, читаемая гл. муллой в мечети в дни курбан-байрама, ураза-байрама, во время пятничных богослужений, в также во время неурожаев, эпидемий и т. д.
Читайте: |
---|