Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЭБИ - ЭШМ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЭА - см. Энки.

ЭБИОНИТЫ - одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. „эвионим — нищие. Э. жили в Палестине. Во время иуд. войны (66—73), со­гласно преданию, переселились за Иордан. Э. соблюдали иуд. обря­ды, считали Иисуса сыном Иосифа и Марии, на к-рого сошел св. дух. Э. учили, что в мире происходит борьба добрых и злых сил, к-рая кончится установлением „царства добра . На Ближн. Востоке отд. группы Э. существовали еще в средние века.

ЭВГЕМЕРИЗМ,  евгемеризм принципы рационалистич. истолко­вания присхождения богов и геро­ев, содержания мифов, впервые изложенные в кн. „Священная грамота , написанной сицилий­ским мыслителем Эвгемером (кон. 4 в. - нач. 3 в. до н. э.), жившим при дворе македон. ца­рей. Согласно взглядам Эвгемера, боги и герои - это обожествлен­ные великие люди прошлого, а ми­фы - фантастич. изложение реаль­ных событий минувших времен. Наивные представления сторонни­ков Э. тем не менее явились по­пыткой дать естеств. объяснение сверхъестеств. явлениям.

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia - блаженство, счастье) — этич. принцип, основанный на представ­лении, что поведение челове­ка определяется стремлением к счастью как высш. цели жизни. Э. возникает в античном мире, находит отражение в учениях Сок­рата, Аристотеля. В Новое время идеи Э. получают развитие в этич. концепции Спинозы. Их разделяли франц. материалисты 18 в. Гелъвеций и Дидро. Своеобразную интер­претацию они получают в этич. теории утилитаризма (Бентам, Милль). Будучи в своей основе противоположной   христ.  этике, для к-рой высш. блаженство до­стижимо лишь в потустороннем мире, эвдемонист. этика все же страдает односторонностью, огра­ниченностью, игнорируя клас. характер морали.

ЭВМЕНИДЫ (греч. - благосклон­ные) - добрые богини-благоде­тельницы в др.-греч. пантеоне. Первоначально считались богиня­ми мщения - Эриниями. Впослед­ствии, после отмены кровной мес­ти,  превратились в добрых  Э.

ЭДЕМ, Едем, Эден - по веровани­ям др. евреев - земной рай, куда бог поселил Адама и Еву и откуда изгнал их. Представлялся как сказочно-прекрасная и изобильная страна, расположенная где-то у ис­токов Евфрата и Тигра.

ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон (1754-1837) - нем. философ-ма­териалист, атеист и утопист. Счи­тал религию продуктом невежест­ва, подчеркивал ее реакц. соц. роль, отрицал мифы о творении и бессмертии души, религ. мораль. Развивал идеи естеств. происхож­дения жизни, человека, критико­вал феод, устои, обосновывал уто-пич. идеи о будущем „золотом веке .

ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879-1955) — физик-теоретик, созда­тель теории относительности, „ве­ликий преобразователь естество­знания (Ленин В. И. ПСС, т. 45, с. 29). Открытия Э. легли в осно­ву новой, квантово-релятивист. картины мира, имеющей огромное материал и стич. мировоззренч. зна­чение. Э., будучи стихийным мате­риалистом, отвергал все религ. догматы, однако в своих произве­дениях и высказываниях употреб­лял такие термины, как „косми­ческая религия , под к-рой пони­мал восхищение стройностью и красотой законов природы, „рели­гиозность , к-рую трактовал как стремление сверхличного характе­ра. Происхождение религии Э. свя­зывал с чувством страха, не видел соц. корней религии в бурж. об-ве.

ЭКЗАРХ (греч. exarchos - глава, начальник, наместник) - 1) в Др. Греции — глава жрецов, состоя­щих при храме; 2) в Визант. импе­рии - правитель области (диоце­за), отвоеванной у варваров; 3) в Византии (до 7 в.) - епископ, управлявший христ. церковью в диоцезе; 4) в совр. православии — глава экзархата.

ЭКЗАРХАТ (от греч. exarchos - глава, начальник) — ]) в Визан­тии в кон. 6—7 вв. — военно-адм. единица (наместничество). Экзар­хи (наместники) возглавляли здесь как военные силы, так и гражд. администрацию; 2) в правосла­вии - церк. округ, иногда объеди­няющий несколько епархий, поль­зующийся определенной самостоя­тельностью. Э. возглавляется епископом — патриаршим экзар­хом, подчиненным патриарху. Рус. правосл. церковь имеет Э. в Зап. и Ср. Европе, Центр, и Юж. Амери­ке, на Украине.

ЭКЗЕГЕТИКА (от греч. exegeomai - истолковываю) — раздел богословия, занимающийся трак­товкой и толкованием смысла и содержания Библии. Одной из гл. задач Э. является подбор доказа­тельств, подтверждающих бого-духновенность „св. книг и их непреходящее значение для воспи­тания религ. веры и нравствен­ности.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. - existentia - существова­ние) - субъективно-идеалистич. филос. направление, получившее распространение после первой мир. войны в Германии, в период второй мир. войны - во Франции. Центр, проблемой философии счи­тает поиск смысла жизни, сущест­вования человека, к-рый раскры­вается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях (борьба, страдание, угроза смер­ти). Постигая смысл экзистенции, человек обретает свободу, к-рая накладывает на него ответствен­ность за все происходящее в мире. Внутри Э. различают 2 течения: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер). Критика религии не носит воинств, характера: религия так же абсурд­на, как и бытие. Большая часть представителей Э. принадлежит к религ. течению. Так, философия К. Ясперса отличается открыто выраженной религ. направленно­стью; Г. Марсель с помощью осн. принципов Э. обосновывает веро­учение католицизма; М. Бубер ищет точки соприкосновения Э. и иудаизма в хасидистском вариан­те. Интуитивизм и иррационализм Э. берутся на вооружение школой протест, неортодоксии (К. Барт, Р. Нибур, Э. Бруннер) и диалектич. теологии (Р. Бультман). Для Э. характерны пессимизм, субъек­тивист, истолкование свободы, от­рицание рационального познания и предпочтение в пользу интуитив. (непосредственного) понимания действительности.

ЭККАРТ Иоганн, мейстер Эккарт (1260-1327) - монах-доминика­нец, представитель ср.-век. мисти­ки. Был связан с революц.-плебей-скими сектами беггардов и „брать­ев свободного духа . Обвинен в ереси. В учении Э. проявляются элементы неоплатонизма; пантеистич. тенденции приводят к выво­ду, что душа есть „одно с богом и человек познает его через „внутр. озарение , обретая „спасение и „блаженство помимо „внешних дел .

ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (греч. ekklesia - церковь и logos - учение) - в католицизме и православии -теологич. учение о церкви как бо­жеств, установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Наибо­лее детально разработано в като­лицизме.

ЭКОЛОГИЯ   И  РЕЛИГИЯ.  Для религ. истолкования вопросов вза­имодействия об-ва и природы (экологич. вопросов) характерна мистификация   этих   отношений, подмена соц.-клас. причин типич­ного для капиталистич. хозяйство­вания хищнического обращения с окружающей средой религ.-нравственными. Сущность совр. эко­логич. неблагополучия в мире религ. идеологи усматривают в утере „богоданных нравств. основ господства над природой, в растущих проявлениях эгоизма и жадности, в греховном стремле­нии к „самообожению , основан­ному на переоценке людьми мощи науч.-технич. прогресса. За отчуж­дение от бога человек поплатился отчуждением от себя природы. Теологи перекладывают вину за экологич. кризис на абстракт, че-ловеч. натуру, что помогает скрыть истинных виновников раз­рушения природной среды. Спасе­ние от экологич. катастрофы рас­сматривается через эсхатологич. перспективу „примирения чело­века с богом. Выход видится в воспитании нового экологич. сознания, построенного на „пра­вильно понятых божеств, запове­дях, способных, по мнению религ. идеологов, обеспечить „попечи­тельство человека над природой. Для этого необходимо обуздать греховные наклонности человека, пересмотреть структуру его ма­териальных потребностей, утвер­дить духовные, прежде всего ре­лиг., ценности и реализовать прин­ципы „хозяйств, аскетизма” в обществ, и личной жизни. В осуще­ствлении этих задач особая роль отводится церкви. Марксист, ате­изм решительно отвергает антинауч. спекуляции на экологич. проблемах. Вместе с тем марк­систы призывают всех людей доб­рой воли — верующих и неверую­щих — объединиться в борьбе за сохранение окружающей при­родной среды.

ЭКСТАЗ (греч. ekstasis - исступ­ление, восхищение) - состояние аффекта, проявляющееся в силь­ном нервном возбуждении, утрате контроля над своими действиями, стирании грани между вымышлен­ным и реальным. Э. часто является элементом религ. культа. В арсе­нал религ. средств, вызывающих Э., входят изнурит, посты, неистовые пляски, самобичевание, ноч­ные бдения, длит, молитвы, сосре­доточение внимания на к.-л. объ­ектах. В истории религии разных народов известны наркотич. спосо­бы искусств, вызывания Э. Для погрузившихся в Э. характерны нарушения чувства времени и пространства, зрит, и слух, галлю­цинации, потеря болевой чувстви­тельности и т. д. Наиболее типич­ные случаи проявления Э. в рели­гии - шаманские камлания, хлыс­товские радения и глоссолалии пятидесятников в христианстве, процессии ишхеей-вахсей в исламе.

ЭКСТРЕМИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ - идеология и деятельность крайне фанатич. элементов в религ. орг-циях. В сфере обществ.-политич. жизни совр. бурж. об-ва Э. р. носит внутриконфес. характер, проявляет себя, напр., в действи­ях протест, „ультра в Ольстере или „братьев-мусульман в стра­нах Ближн. и Ср. Востока. В ус­ловиях сов. об-ва понятие Э. р. применяется прежде всего к идео логии и действиям тех фанатич. элементов в религ. орг-циях, к-рые вступили на путь антиоб­ществ., противозаконной деятель­ности, идущей вразрез с законо­дательством сов. о религ. культах. Э. р. в СССР чаще всего проявля­ется в таких религ. течениях, как еванг. христиане-баптисты (дея­тельность „инициативников , или сторонников т. н. Совета церквей ЕХБ); адвентисты (адвентисты-реформисты, или „шелковцы ), крайние пятидесятники, свидетели Иеговы и др. Сторонники Э. р. представляют собой ничтожное меньшинство из общего числа верующих. Они пытаются обойти закон, возбудить недовольство политикой Сов. гос-ва и Комму-нистич. партии в отношении рели­гии и церкви. По своей соц. и идеологич. сущности Э. р. — это реакция фанатич. кругов в религ. орг-циях на кризис религии, по­пытка преодолеть его на нерелиг. путях, поддерживаемая органами бурж.-клерик. пропаганды и импе-риалистич. спецслужбами. Благо­даря большой идеологич. и вос-питат. работе по разоблачению Э. р., пресечению и профилактике противозаконных действий, фор­мированию отрицательного об­ществ, мнения вокруг активных деятелей Э. р., количество сторон­ников Э. р. незначительно.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ    ДВИЖЕНИЕ (от греч. oikuménē - вселенная, обитаемый мир) - движение за объединение христ. конфессий. Э. д. является отражением кризи­са отд. христ. объединений и нап­равлений, а также кризиса религ. идеологии вообще, следствием процесса секуляризации обществ, жизни. Мероприятия, проводимые руководящими органами Э. д., представляют собой одну из по­пыток преодолеть кризис религии. Э. д. проявляется на нескольких уровнях. Прежде всего это движе­ние за объединение христ. церквей, к-рос координирует Всемирн. со­вет церквей (ВСЦ). Это движение поддерживается большинством протест, и правосл. конфессий, ар-мяно-григориан. и др. церквами. 2-й уровень - деятельность между­народ, протест, орг-ций, таких, как Лютеран, всемирн. федерация, Методист, всемирн. совет, Баптист: всемирн. альянс и др. 3-й уровень - деятельность религ. объединений в масштабах одной страны - типа „нац. советов церквей . Сре­ди них особенно известны Нац. совет церквей Христа в США, Брит, совет церквей. 4-й уро­вень - деятельность религ. объеди­нений в масштабах региона, цело­го ряда стран (напр., Всеафр. кон­ференция церквей). Существуют и „отраслевые международ, религ. объединения (Всемирн. студенч. христ. федерация и др.). ВСЦ поддерживает отношения и со­трудничает с этими международ, орг-циями. В экуменич. деятель­ность активно включился и Вати­кан. II Ватикан, собором (1962-1965) был принят „Декрет об экуменизме . Христ. экуменизм испытывает также воздействие процессов интеграции и дифферен­циации, происходящих в нехрист. конфессиях (деятельность Все­мирн. братства буддистов, Все­мирн. ислам, конгресса и др.). Идеология экуменизма носит противореч. и непоследоват. харак­тер. Она опирается на различные концепции бурж. идеологии, тео­логии и религ. социологии. Наряду с этим в орбиту экуменизма по­падают концепции, отмеченные настроениями соц.-политич. про­теста в капиталистич. и развиваю­щихся гос-вах (идеи „теологии ре­волюции , „теологии освобожде­ния и др.), а также идеи, отра­жающие позицию церквей в социалистич. странах. Деятельность мн. экуменич. органов в определенной мере способствует разрядке меж­дународ, напряженности, борьбе за мир и безопасность народов.

ЭЛ - первоначально - имя одного из гл. божеств, др. зап.-семитич. народностей (финикиян, евреев и др.); со временем стало употреб­ляться как имя нарицательное для обозначения бога вообще.

ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ - сост. части религии. В развитых религи­ях можно выделить следующие элементы: 1) религ. сознание, 2) религ. деятельность, 3) религ. отношения, 4) религ. институты и орг-ции. В ранних формах рели­гии они еще не развиты. В совр. развитых религиях религ. созна­ние существует на 2 уровнях - идеологии и обществ, психологии. Религ. деятельность выступает в виде внекультовой и культовой. Соответственно складываются культовые и внекультовые религ. отношения. Религ. орг-ция включа­ет первичные ячейки — общины, территор. и нац. звенья управле­ния, центр объединения и пр.

ЭЛИЗИУМ, Елисейские поля (лат. Elysium, от греч. Elysion pediu - поле прибытия) - в др.-греч. ми­фологии - загробный мир, пре­красное поле на зап. конце земли, где живут в блаженстве бессмерт­ные герои и праведники. Христи­анство свои представления о рае во многом заимствовало из мифа об Э.

ЭЛИША БЕН АБУЯ - евр. вольно­думец 2 в., опровергал Ветхий за­вет и Мишну. разделял мировоз­зрение др.-греч. философов-материалистов. Э. выступал против про­поведуемых иудаизмом покорно­сти и смирения, небесного про­мысла и посмертного воздаяния, отрицал концепцию „божеств. справедливости. Учеников религ. школ Э. призывал изучать светс­кие науки и овладевать полезны­ми профессиями.

ЭЛЛАДСКАЯ (ГРЕЧЕСКАЯ) ЦЕР­КОВЬ - автокеф. правосл. цер­ковь получила автокефалию от констактиноп. патриарха в 1830. Глава Э. ц. - архиепископ Афин­ский и всей Эллады. Э. ц. объеди­няет 77 метрополий, 8 епархий на о. Крит и 4 епархии на Додеканезских о-вах (Афон и о, Патмос находятся в ведении константиноп. патриарха). Э. ц. готовит кадры священнослужителей на богосл. ф-тах ун-тов в Афинах, Салониках, Фесалониках, в духовных семина­риях и училищах. Э. ц - издает журн. „Экклисия , богосл. еже­годник „Теология и др. Она вы­ступает за укрепление межправосл. связей, является членом Всемирн. совета церквей.

ЭЛОХИМ - одно из наименований Яхве в Ветхом завете. Происходит от общесемитич. корня „эл - дух, бог.

ЭЛОХИСТ (от элохим) - употреб­ляемое в религиоведении услов­ное название одного из предпола­гаемых источников Пятикнижия.

ЭЛЬФЫ (др.-исл. - alfar) –в герм.-сканд. мифологии - духи приро­ды. Э. делятся на светлых (доб­рых к людям воздушных существ) и темных (безобразных обликом, живущих под землей). Э. отож­дествляются с гномами, карлами, феями, сильфами.

ЭМАНАЦИЯ (лат. - истечение) - осн. понятие неоплатонизма, озна­чающее „путь вниз , „развитие вспять от высшего, более обще­го, к низшему, менее общему. В противоположность христ. идее творения учение об Э. утверждало, что Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие с естеств. необходимостью. Тем не менее идея Э. была воспринята христ. теологией, оказала влияние на нем. мистицизм (Эккарт) и пантеистич. концепции Эриугены и др.

ЭМПЕДОКЛ (ок. 490-430 до н. э.) - др.-греч. философ, врач и политич. деятель. Считал началами вещей „корни (элементы): зем­лю, воду, воздух и огонь, к-рые под воздействием сил „любви и „вражды претерпевают цикл из­менений, от полного единства до бессвязного множества. Многооб­разие вещей объяснял пропорция­ми, в каких смешаны элементы. Э. высказал ряд естеств .-науч. догадок, в т. ч. о причинах солнеч­ных затмений, о выживании жиз­неспособных организмов, возник­ших естеств. путем, и т. д. Следуя мифологич. традиции, именовал „корни богами. В религ. поэме „Очищения развивал орфико-пифагорейское учение о переселении душ и неантропоморфич. представ­ление о божестве, направл. против традиц. мифологии.

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820-1895) - один из основоположников науч. коммунизма, друг и соратник К. Маркса, вождь и учитель меж­дународ, пролетариата. Э. внес основополагающий вклад в фун­дамент марксист, религиоведения, в историографию религий, в тео­рию атеизма, как одной из неотъ­емлемых сторон марксист, миро­воззрения, в стратегию и тактику борьбы за преодоление религии. Данное Э. определение религии лежит в основе марксист. религио­ведения. Оно гласит: „Всякая ре­лигия является не чем иным, как фантастическим отражением в го­ловах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отра­жением, в котором земные силы принимают форму неземных (т. 20, с. 328). В основу трактов­ки религии как обществ, явления положена ее идеологич. сторона, определяющая все остальные, в т. ч. культ и институт церкви. Содер­жанием же религ. идеологии явля­ется фантастич. отражение действительности в образах и формах „неземных , т. е. сверхъестеств., сил. Такое определение дает чет-' кий критерий различения религ. и нерелиг. идеологии; в наше время оно имеет особо важное значение, - в условиях, когда апологеты рели­гии и филос. идеализма взяли на вооружение концепцию религиоз­ности всякого мировоззрения, в т. ч. и марксизма, пытаясь т. обр. стереть грань между наукой и ре­лигией. В „Анти-Дюринге и „Диа­лектике природы Э. показал, что мировоззрение диалектич. мате­риализма, основанное на естеств.-науч. открытиях последних сто­летий, не оставляет места для к.-л. проявлений мистицизма и знаме­нует, т. обр., полное крушение религ. фантастики. Согласно диа­лектич. материализму Вселенная бесконечна во времени, простран­стве, в ней отсутствуют какие бы то ни было силы и существа, не повинующиеся закономерно­стям естеств. мира и якобы уп­равляющие им. В работах „Бруно Бауэр и первонач. христианство , „Книга откровения (1883), ,,К истории первонач. христианст­ва Э. рассматривает проблемы истории религии от первобытных времен до наших дней. Особенно большое значение имеет разработ­ка им вопросов происхождения и ранних стадий развития христиан­ства, анализ памятников ранне-христ. лит-ры. В период своего возникновения христианство, как показал Э., явилось идеологич. выражением всестороннего кризи­са римск. рабовлад. империи и вместе с ней рабовлад. формации в целом. Дальнейшие этапы исто­рии христианства Э. исследовал гл. обр. в отношении средневек. феод. Европы - на материале истории папства, еретич. движе­ний, крестьян, войны в Германии и первых этапов Реформации. Совместно с Марксом Э. разраба­тывал вопросы об отношении ра­бочей партии к религии и о путях преодоления религ. верований. Маркс и Э. показали, что революц. пролетариат принципиально' и по­следовательно атеистичен, его борьба за социалистич. революцию связана и с борьбой против той идеологии, к-рая порождена эксплуатат. обществ, строем и служит для него религ. оправда­нием. Вместе с тем Э. решительно выступал против волюнтарист, планов запрещения религии, вы­двигавшихся Е. Дюрингом, и по­казывал, что преодоление послед­ней будет достигнуто в ходе клас. борьбы за социализм, в процессе построения коммунистич. об-ва.

ЭНКИ, Эа — в шумер, мифоло­гии - бог мир. вод, покровитель мудрости, научивший людей реме­слам и искусствам. Э. занимал 3-е место (после Ану и Энлиля) в вер­ховной троице богов.

ЭНЛИЛЬ - в шумер, мифоло­гии - бог воздуха, позднее - бог земли и плодородия. Вместе со своим отцом, богом неба Ану, и богом воды Энки входил в вер­ховную троицу шумер, пантеона.

ЭНЦИКЛИКА (от греч, enkýklios — общий, круговой) - окруж­ное послание папы римск. ко всем католикам или к католикам од­ной страны, верующим др. веро­исповеданий, иногда и к неверую­щим. Посвящается наиболее важ­ным обществ.-политич., религ., нравств. вопросам. По канонам католич. церкви Э. не подлежит обсуждению и обязательна к ис­полнению. Э. обычно пишутся на лат. языке и называются по пер­вым 2 словам текста.

ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИАЛЬ­НЫЕ - документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. положе­ния соц. доктрины католич. церк­ви, формулируется ее позиция в отношении собственности, клас­сов, клас. борьбы, революции, гос-ва. Первой соц. энцикликой была энциклика папы Льва XIII -„Rerum novarum („О новых ве­щах ), опубликованная 15 мая 1891 и считающаяся одним из осн. документов католицизма по соц. вопросам. Она осуждает социа­лизм, освящает части, собствен­ность, клас. неравенство, бурж. гос-во как божеств, установления, проповедует клас. мир, выступает против революц. борьбы, рекомендует создавать рабочие орг-ции, действующие под контролем цер­кви. Все содержание энциклики направлено против марксизма. Международ, буржуазия оценила „Рерум новарум как антикомму-нистич. манифест. В ознаменова­ние 40-й годовщины энциклики „Рерум новарум папа Пий XI 15 мая 1931 опубликовал энцик­лику „Quadragesimo anno („В год сороковой ), в к-рой повторялись осн. положения „Рерум новарум -о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оцени­валась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фа­шист, пр-во Италии. В этом доку­менте Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм. В связи с 70-летием „Рерум новарум папа Иоанн XXIII 15 мая 1961 опубли­ковал энциклику „Mater et magistra („Мать и наставница ), в к-рой наряду с традиц. положениями соц. документов папства содер­жатся и нек-рые новые моменты, свидетельствовавшие о переменах в соц. политике Ватикана. Харак­теризуются изменения, к-рые про­изошли за 70 лет после опублико­вания энциклики „Рерум новарум в науке и технике, начало завоева­ния космоса, возрастающая роль гос-ва в управлении экономикой и в решении соц. проблем современ­ности. В энциклике даны нек-рые рекомендации - о представитель­стве трудящихся в управлении крупными и средними предприя­тиями, о расширении гос. собст­венности, но не за счет ущемле­ния частной собственности. Под­робно описывается бедственное положение крестьян, однако о при­чинах его умалчивается. Иоанн XXIII предлагал нек-рые меры, направленные на улучшение поло­жения крестьян, не выходящие, однако, за рамки капитализма. В 1963 была опубликована энцик­лика Иоанна XXIII „Pacem in terris („Мир на земле ), посвя­щенная проблемам разоружения и сохранения мира. В ней безого­ворочно осуждается гонка воору­жений, поддерживается требова­ние запрещения я дерн, оружия и требование решения споров между гос-вами   посредством  переговоров. Папа Павел VI 26 марта 1967 опубликовал энциклику „Populorum progressio („Прогресс наро­дов ), посвященную гл. обр. проб­лемам развивающихся стран. В ней, наряду с традиц. положениями, характерными для предыдущих соц. энциклик, содержится ряд новых формулировок, выражаю­щих отход Ватикана от старого курса в нек-рых соц. вопросах, напр, по вопросу о частной собст­венности. Здесь пересматривается традиц. католич. концепция, гово­рится, что частная собственность не является безусловным и абсо­лют, правом. Допускается отчуж­дение собственности, когда того требует общее благо. Осуждая ре­волюц. восстание, папа в то же время допускал его законность против явной и продолжительной тирании. Папа призывал католи­ков сотрудничать со всеми людь­ми доброй воли без к.-л. исключе­ний и в то же время осуждал ма-териалистич. философию и атеизм. В 1981 опубликована ЖЦИКЛИК! Иоанна Павла II „Laborcm exercens („О человеческом труде ), в к-рой рассматриваются глобаль­ные проблемы современности, го­ворится об инфляции, безработи­це, международ, корпорациях, профсоюзах, затрагиваются проб­лемы экологии, критикуются отд. недостатки капитализма. На про­тяжении 90 лет католич. церковь учитывала происходящие в мире перемены и вносила соответствую­щие коррективы в свою соц. док­трину. Однако неизменной остает­ся в ней защита бурж. строя.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - группа деятелей франц. Просвещения во главе с Д. Дидро, выпускавшая „Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел (в 35-ти т., 1751-1780). В ее со­став входили крупные мыслители, ученые и обществ, деятели предре-волюц. Франции (Даламбер, Бюффон, Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Кенэ, Кондильяк, Лагарп, Мабли, аббат Рейналь, Руссо и др.). Хотя их воззрения по мн. проблемам не совпадали, благодаря умелой дея­тельности Дидро Энциклопедия стала рупором  передовых идей франц. буржуазии в борьбе против абсолютизма, феодализма, церкви и религии. Э. стремились показать и сделать доступным самому ши­рокому читателю то, что было достигнуто человечеством в обла­сти науки и техники. Они подверг­ли критике порядки „старого ре­жима . Энциклопедия охватывала все области науч. знаний, искусств и техники, всю духовную и мате­риальную культуру. Она стала ци­таделью свободомыслия и атеизма в борьбе с феодализмом и цер­ковью, идеологически освящав­шей соц. устои сходящего со сце­ны феод, об-ва. Э. подвергались преследованиям и травле со сторо­ны властей и церкви. В 1752, когда вышел 2-й т. Энциклопе­дии, королевский совет приоста­новил ее выпуск. Однако уже в 1753 королю пришлось уступить требованиям передовой общест­венности и отменить запрет на ее выпуск. После публикации в 7-м т. статьи Даламбера, резко критико­вавшей католич. духовенство, травля Э. возобновилась. Одна­ко, несмотря на все препоны, к 1780 издание Энциклопедии бы­ло завершено. Она оказала огром­ное влияние на дальнейшее разви­тие передовой филос. и обществ.-политич. мысли не только во Фран­ции, но и в др. странах.

ЭНШЛЕН Шарль (1901-1944) - франц. историк-марксист, член ФКП, участник движения Сопро­тивления. В его гл. соч. „Проис­хождение религии (1935) пока­зана реакц. роль религии, обус­ловленность религ. верований формами обществ, производства, дан критич. обзор таких концеп­ций происхождения и развития религии, как теории Тэйлора, Дюркгейма, Фрейда, „прамонотеизма и т. д. Э. дает описание конкр. форм религии от тотемиз­ма до христианства. Книга напи­сана с боевых марксист. позиций.

ЭОЛ - бог ветров в др.-греч. ми­фологии. Образ Э. прошел опре­деленную эволюцию от олицетво­рения ветра как природной стихии до образа мифич. родоначальника греч. племени эолян.

ЭОС - богиня утренней зари в др.-греч. мифологии, сестра Гелиоса и Селены, мать 4 ветров и всех звезд. Э. изображалась крылатой женщиной в венке из солнечных лучей. Ее колесница, запряженная крылатыми конями, появляется утром на востоке, возвещая при­ход Гелиоса. Э. соответствует римск. Авроре.

ЭПИКУР (341-270 до н. э.) - др.-греч. мыслитель, занимавший материалистич. позиции, подвер­гавший критике мн. религ. пред­ставления своего времени. Призна­вая существование богов, отрицал их вмешательство в реальную жизнь. Стремился к преодолению „страха перед богами и суеверий. Развивал атомистич. учение Лев-киппа и Демокрита. В противопо­ложность пессимистич. взглядам на жизнь выдвинул учение о „ра­зумном наслаждении , к-рое по­служило поводом для нападок на него идеалистов и теологов, иска­жавших его этич. представления. К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая Э., писали, что „от него ведет свое начало атеизм рим­лян (т. 3, с. 127).

ЭПИТИМИЯ - то же, что Епи­тимья.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (1469-1536) - гуманист, представитель т. н. северного Воз­рождения. Ставил целью соединить возрожденческую античность и ран­нее христианство. В религ. форме проповедовал светские ценности: свободу личности, веротерпимость, уважение к разуму, знаниям и дос­тоинству человека. Критиковал церковь, монашество и схоласти­ку. Не принял Реформации; лютеровскому учению о предопределе­нии противопоставил идею свобо­ды воли человека. Прокомменти­ровал Новый завет, что способст­вовало развитию науч. критики „св. писания . Наиболее известное произведение - „Похвала Глупо­сти (1509).

ЭРИНИИ - в др.-греч. мифоло­гии - богини мщения, кары и про­клятия,   родившиеся   из   крови Урана: Алекто (неустанная), Тисифона (мстящая за убийство) и Мегера (завистница). С укреп­лением гос-ва и отживанием кров­ной мести Э. превращаются в оли­цетворение мук совести преступ­ника. Покаяние и религ. очище­ние могли освободить преступ­ника от преследований Э. Из богинь мести Э. превращаются в богинь-благодетельниц - Эв­менид.

ЭРИУГЕНА, Иоанн Скот Эригена (ок. 810 - ок. 877) - неоплато­ник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходи­мость разумного истолкования „св. писания , считал, что непости­жимый бог открывается для по­знания в своих творениях. Э. при­знавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к „чистейшему созерца­нию первообраза , т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осужде­ны католич. церковью. Осн. труд -„О разделении природы .

ЭРЛИК-ХАН, Эрлэн-хан - персо­наж шаман, мифологии тюрк, и монг. народов Сибири и Центр. Азии: хозяин подземного мира, судья человеч. душ. В мифоло­гии бурят Э.-х. - владыка 99 тем­ниц и 9 присутственных мест, где он держит души умерших. Считается, что души черных ша­манов проходят здесь подготовку к посвящению.

ЭРН Владимир Францевич (1881 — 1917) —рус. религ. философ. Науч. социализму противопоставил христ. социализм, к-рый, с его т. зр., можно построить на основе совершенствования церк.-религ. общины. В этой связи Э. особое внимание уделял разработке сла­вянофильского принципа соборно­сти, экуменич. воззрений В. Со­ловьева, учения о логосе С. Тру­бецкого.

ЭРОТ (греч. Eros) - в др.-греч. мифологии - бог любви, вначале имевший космогонич. черты, на­ряду с Хаосом, Геей (Землей), Тартаром. В др.-римск. пантеоне Э.   соответствовал   Амур   (лат. amor - любовь), или Купидон (лат. cupido - вожделение).

ЭСКУЛАП - в рим. мифологии бог врачевания, соответствует др.-греч. Асклепию.

ЭССЕНЫ, ессеи — иуд. секта, све­дения о к-рой сохранились у пи­сателей I в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Алек­сандрийского. Э. образовывали общины, в к-рых, как правило, отсутствовала частная собствен­ность, осуждалось рабство, обяза­тельным был физич. труд, в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что Э. жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег („Естеств. история , V, 17, 73). Общины Э. носили замкнутый характер, по­пасть в них было трудно. Э. при­нимали активное участие н анти-римск. восстании в Иудее 6 - 73, за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергали пленных Э. жестоким пыткам („Иуд. война , II, 8, 2-13). Большинство сов. ученых причисляют к Э. чле­нов кумранской общины (кумранитов).

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. éschatos - последний, logos - учение) - ре­лиг. учение о конечных судьбах мира и человека. Э. уходит своими корнями в др. представления о возникновении и гибели универ­сума, о скрытой борьбе в природе доброго и злого начал, сил света и тьмы. В развитой форме Э. при­суща иудаизму, христианству, ис­ламу. На христ. Э. оказали влия­ние зороастризм, др.-егип. религия и особенно мессианизм иудаизма. Гл. содержание христ. Э. сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, страшном суде. Схожие сюжеты получили отражение в Э. ислама. В совр. условиях Э. стала одной из ведущих тем религ. фу­турологии (К. Ранер, Ю. Мольтман, В. Панненберг, Г. Ваганян). Теоло­ги модернизируют религ. учение (концепции „инструментальности , „несамостоятельности исто­рии, ее „преодоления ), используя идеи бурж. прогностики об огра­ниченности историч. прогресса, „пределах роста цивилизации, не­избежности грядущих демографич., экологич. катастроф.

ЭТИКА ХРИСТИАНСКАЯ - уче­ние о морали, к-рое основывается на нравств. идеалах Библии, гл. обр. Нового завета. Осн. направле­ния христианства сходятся на при­знании Нагорной проповеди, 3 „св. добродетелей - веры, на­дежды, любви, отречения от мира, идей греха и искупления, в приня­тии страдания как средства очище­ния, возвышения духа над плотью, в проповеди смирения, непротив­ления злу, всепрощения и т. д. Гл. этич. заповедь - христ. любовь, из к-рой выводятся все другие. Тео­логи пытаются возвысить Э. х. как совершенное учение, противостоя­щее всем предшествующим уче­ниям. Осн. идеи Э. х. можно, од­нако, найти в религиях и филос. учениях др. мира (напр., у Плато­на — отношение к миру как к не­истинному, первенство духовного перед материальным, бессмертие души, идеал аскетизма, у стои­ков - отношение к страданиям, покорность судьбе, следование долгу, подавление страстей и мн. другое). Однако Э. х. нельзя счи­тать прямым заимствованием. Моральные оценки, близкие к христианским, стихийно рожда­лись в среде низов Римск. импе­рии еще до возникновения хрис­тианства. Из этого источника воз­ник образ Христа - учителя, страдальца, утешителя, а также и сама Э. х. Она появилась как спо­соб морально-психологич. защиты угнетенных; она рождена их сла­бостью и бессилием. За мн. века господства Э. х. наложила замет­ный отпечаток на быт, культуру, нравы т. н. христ. народов, но не смогла осуществить ни одной из поставленных целей и в наст. вр. переживает острый кризис. По­пытки оживить ее путем восста­новления первонач. революц.-демократич. духа христианства {.„теология революции и т. п.), сближения с идеалами комму­низма и даже отказа от идеи сверхъестеств. мира и божества („безрелиг. христианство , „тео­логия мертвого бога ) безуспеш­ны в силу ее внутр. несостоятель­ности перед сложными проблема­ми совр. мира.

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. В наст. вр. большинство этносов не обнаруживает тесной связи с к.-л. конкр. религией. Вместе с тем иногда какая-то часть народа бывает сопряжена с определенной конфессией. В др. случаях с какой-нибудь конфес­сией тесно сопряжена компактная группа этносов. Общности, обра­зуемые в результате таких сопря­жений, обычно именуют Э. г. Наиболее распространен 1-й тип сопряжения (конфессия - часть народа). К этой разновидности Э. г. (можно их назвать субэтно-конфессиональными), впрочем, могут быть причислены далеко не все конфес. группы внутри этно­сов. Лишь когда эти группы при­обретают особые, только им при­сущие этнич. свойства, мы можем с достаточным основанием считать их Э. г. Механизм сложения Э. г. таков: с одной стороны, этнич. явления, свойства в течение длит, времени взаимодействия впитыва­ются культом, „конфессионизируются , с др. стороны, отд. ком­поненты культового комплекса, проникая в нац. формы обществ, жизни, приобретают характер этнич. явлений, „этнизируются”. В качестве примеров субэтноконфес. групп можно назвать болгаро-магометан (помаков) в Болга­рии, вальденсов в Италии, арабов-мандейцев в Ираке, арабов-нусайритов в Сирии, арабов-друзов в Сирии и Ливане, курдов-йезидов в ряде стран Юго-Зап. Азии, зороастрийцев-гебров в Иране, панджабцев-мусульман, панджаб­цев-сикхов и панджабцев-индуистов в Пакистане и Индии, бенгаль­цев-мусульман, бенгальцев-индуистов в Бангладеш и Индии, ара-канцев в Бирме, коптов в Египте, меннонитов в Канаде и США, мормонов в США и т. д. В дореволюц. России субэтноконфес. груп­пами являлись разные толки ста­рообрядцев и молокан среди рус­ских, аджарцы и ингилойцы в составе груз, народа, хемшмны сре­ди армян, йезиды в числе курдов, кряшены и нагайбаки среди татар, меннониты в составе немецкоязыч. населения, сету среди эстонцев и латгальцы среди латышей. С паде­нием влияния религии в нашей стране эти группы постоянно де-конфессионализируются. Нек-рые субэтноконфес. группы (напр., панджабцы-мусульмане, панджаб­цы-сикхи и панджабцы-индуисты) имеют тенденцию превращения в отд. этносы. Э. г., сложившихся в результате сопряжения 2-го типа (можно назвать их метаэтноконфессиональными), в наст. вр. срав­нительно немного. Наиболее яркие примеры общностей такого рода можно наблюдать на Филиппинах, где все население распадается на христ. народы юга (моро) и пле­мена глубинных районов, среди к-рых преобладают различные трациц. культы.

ЭТНОС И РЕЛИГИЯ. Термин „этнос обозначает народ как специфич. вид соц. общности, к-рая сложилась в условиях территор. и соц.-экономич. единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этнич. самосознание, включающее и пред­ставление об общем происхожде­нии. Одинаковая вероисповедная принадлежность - не обязательно признак этнич. общности. Как пра­вило, этнич. связи прочнее конфес­сиональных. Большинство круп­ных религ. общностей охватывает разные народы. Это и мир. рели­гии (христианство, ислам, буд­дизм), и т. н. народностно-национальные (напр., индуизм, проник­ший за пределы Индии). При этом принадлежность к одной и той же религии не стерла различия между народами. В наст. вр. среди мн. на­родов, особенно в СССР, большин­ство неверующих, тем не менее этносы не только сохраняются, но и происходит процесс их дальней­шей консолидации.

„ЭУХЕМЕР („Euhemer - по име­ни др.-греч. философа-материали­ста) - ежекварт. журнал Польск. об-ва религиоведения, издается с 1957 в Варшаве на польск. языке. Печатает научные статьи по теоре­тическим проблемам религиоведе­ния, истории религий мира, исто­рии свободомыслия и атеизма, по социологии и психологии рели­гии.

ЭФЕССКИЕ СОБОРЫ см. Вселенские соборы.

ЭЧМИАДЗИН - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно-григориан. церк­ви. В нем расположены резидсн ция патриарха-католикоса, патри­арший кафедральный собор (по­строен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. уч­реждений. Здесь же издается жур­нал католикосата „Эчмиадзин”, происходят церк. соборы. Назва­ние „Э. (букв. - здесь сошел единородный сын) связано с церк. мифом, согласно к-рому первый армян, епископ Григор Просвети­тель „увидел , как Христос явил­ся в г. Вагаршапате (ныне - Э.) и указал золотым молотом место для постройки первого в Армении христ. храма. Эчмиадзин. храм ох­раняется гос-вом как памятник архитектуры.

ЭШМУН - бог-врачеватель в фи­ник, религии. Греки отождествля­ли его с Асклепием.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Узурпаторы

News image

В борьбе за место главного идеолога в современном российском обществе едва ли не гл...

Словарь Атеиста:

БОГ - БЕЛ

БОГОЧЕЛОВЕК - в религ. веро­учениях - бог, воплотившийся в человеке. Представления о Б. свойственны мн. религиям древно­сти и выражены в мифах об уми­рающих и воскресающих бо...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...