ЭБИ - ЭШМ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЭА - см. Энки.
ЭБИОНИТЫ - одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. „эвионим — нищие. Э. жили в Палестине. Во время иуд. войны (66—73), согласно преданию, переселились за Иордан. Э. соблюдали иуд. обряды, считали Иисуса сыном Иосифа и Марии, на к-рого сошел св. дух. Э. учили, что в мире происходит борьба добрых и злых сил, к-рая кончится установлением „царства добра . На Ближн. Востоке отд. группы Э. существовали еще в средние века.
ЭВГЕМЕРИЗМ, евгемеризм принципы рационалистич. истолкования присхождения богов и героев, содержания мифов, впервые изложенные в кн. „Священная грамота , написанной сицилийским мыслителем Эвгемером (кон. 4 в. - нач. 3 в. до н. э.), жившим при дворе македон. царей. Согласно взглядам Эвгемера, боги и герои - это обожествленные великие люди прошлого, а мифы - фантастич. изложение реальных событий минувших времен. Наивные представления сторонников Э. тем не менее явились попыткой дать естеств. объяснение сверхъестеств. явлениям.
ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia - блаженство, счастье) — этич. принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высш. цели жизни. Э. возникает в античном мире, находит отражение в учениях Сократа, Аристотеля. В Новое время идеи Э. получают развитие в этич. концепции Спинозы. Их разделяли франц. материалисты 18 в. Гелъвеций и Дидро. Своеобразную интерпретацию они получают в этич. теории утилитаризма (Бентам, Милль). Будучи в своей основе противоположной христ. этике, для к-рой высш. блаженство достижимо лишь в потустороннем мире, эвдемонист. этика все же страдает односторонностью, ограниченностью, игнорируя клас. характер морали.
ЭВМЕНИДЫ (греч. - благосклонные) - добрые богини-благодетельницы в др.-греч. пантеоне. Первоначально считались богинями мщения - Эриниями. Впоследствии, после отмены кровной мести, превратились в добрых Э.
ЭДЕМ, Едем, Эден - по верованиям др. евреев - земной рай, куда бог поселил Адама и Еву и откуда изгнал их. Представлялся как сказочно-прекрасная и изобильная страна, расположенная где-то у истоков Евфрата и Тигра.
ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон (1754-1837) - нем. философ-материалист, атеист и утопист. Считал религию продуктом невежества, подчеркивал ее реакц. соц. роль, отрицал мифы о творении и бессмертии души, религ. мораль. Развивал идеи естеств. происхождения жизни, человека, критиковал феод, устои, обосновывал уто-пич. идеи о будущем „золотом веке .
ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879-1955) — физик-теоретик, создатель теории относительности, „великий преобразователь естествознания (Ленин В. И. ПСС, т. 45, с. 29). Открытия Э. легли в основу новой, квантово-релятивист. картины мира, имеющей огромное материал и стич. мировоззренч. значение. Э., будучи стихийным материалистом, отвергал все религ. догматы, однако в своих произведениях и высказываниях употреблял такие термины, как „космическая религия , под к-рой понимал восхищение стройностью и красотой законов природы, „религиозность , к-рую трактовал как стремление сверхличного характера. Происхождение религии Э. связывал с чувством страха, не видел соц. корней религии в бурж. об-ве.
ЭКЗАРХ (греч. exarchos - глава, начальник, наместник) - 1) в Др. Греции — глава жрецов, состоящих при храме; 2) в Визант. империи - правитель области (диоцеза), отвоеванной у варваров; 3) в Византии (до 7 в.) - епископ, управлявший христ. церковью в диоцезе; 4) в совр. православии — глава экзархата.
ЭКЗАРХАТ (от греч. exarchos - глава, начальник) — ]) в Византии в кон. 6—7 вв. — военно-адм. единица (наместничество). Экзархи (наместники) возглавляли здесь как военные силы, так и гражд. администрацию; 2) в православии - церк. округ, иногда объединяющий несколько епархий, пользующийся определенной самостоятельностью. Э. возглавляется епископом — патриаршим экзархом, подчиненным патриарху. Рус. правосл. церковь имеет Э. в Зап. и Ср. Европе, Центр, и Юж. Америке, на Украине.
ЭКЗЕГЕТИКА (от греч. exegeomai - истолковываю) — раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Одной из гл. задач Э. является подбор доказательств, подтверждающих бого-духновенность „св. книг и их непреходящее значение для воспитания религ. веры и нравственности.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. - existentia - существование) - субъективно-идеалистич. филос. направление, получившее распространение после первой мир. войны в Германии, в период второй мир. войны - во Франции. Центр, проблемой философии считает поиск смысла жизни, существования человека, к-рый раскрывается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях (борьба, страдание, угроза смерти). Постигая смысл экзистенции, человек обретает свободу, к-рая накладывает на него ответственность за все происходящее в мире. Внутри Э. различают 2 течения: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер). Критика религии не носит воинств, характера: религия так же абсурдна, как и бытие. Большая часть представителей Э. принадлежит к религ. течению. Так, философия К. Ясперса отличается открыто выраженной религ. направленностью; Г. Марсель с помощью осн. принципов Э. обосновывает вероучение католицизма; М. Бубер ищет точки соприкосновения Э. и иудаизма в хасидистском варианте. Интуитивизм и иррационализм Э. берутся на вооружение школой протест, неортодоксии (К. Барт, Р. Нибур, Э. Бруннер) и диалектич. теологии (Р. Бультман). Для Э. характерны пессимизм, субъективист, истолкование свободы, отрицание рационального познания и предпочтение в пользу интуитив. (непосредственного) понимания действительности.
ЭККАРТ Иоганн, мейстер Эккарт (1260-1327) - монах-доминиканец, представитель ср.-век. мистики. Был связан с революц.-плебей-скими сектами беггардов и „братьев свободного духа . Обвинен в ереси. В учении Э. проявляются элементы неоплатонизма; пантеистич. тенденции приводят к выводу, что душа есть „одно с богом и человек познает его через „внутр. озарение , обретая „спасение и „блаженство помимо „внешних дел .
ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (греч. ekklesia - церковь и logos - учение) - в католицизме и православии -теологич. учение о церкви как божеств, установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Наиболее детально разработано в католицизме.
ЭКОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Для религ. истолкования вопросов взаимодействия об-ва и природы (экологич. вопросов) характерна мистификация этих отношений, подмена соц.-клас. причин типичного для капиталистич. хозяйствования хищнического обращения с окружающей средой религ.-нравственными. Сущность совр. экологич. неблагополучия в мире религ. идеологи усматривают в утере „богоданных нравств. основ господства над природой, в растущих проявлениях эгоизма и жадности, в греховном стремлении к „самообожению , основанному на переоценке людьми мощи науч.-технич. прогресса. За отчуждение от бога человек поплатился отчуждением от себя природы. Теологи перекладывают вину за экологич. кризис на абстракт, че-ловеч. натуру, что помогает скрыть истинных виновников разрушения природной среды. Спасение от экологич. катастрофы рассматривается через эсхатологич. перспективу „примирения человека с богом. Выход видится в воспитании нового экологич. сознания, построенного на „правильно понятых божеств, заповедях, способных, по мнению религ. идеологов, обеспечить „попечительство человека над природой. Для этого необходимо обуздать греховные наклонности человека, пересмотреть структуру его материальных потребностей, утвердить духовные, прежде всего религ., ценности и реализовать принципы „хозяйств, аскетизма” в обществ, и личной жизни. В осуществлении этих задач особая роль отводится церкви. Марксист, атеизм решительно отвергает антинауч. спекуляции на экологич. проблемах. Вместе с тем марксисты призывают всех людей доброй воли — верующих и неверующих — объединиться в борьбе за сохранение окружающей природной среды.
ЭКСТАЗ (греч. ekstasis - исступление, восхищение) - состояние аффекта, проявляющееся в сильном нервном возбуждении, утрате контроля над своими действиями, стирании грани между вымышленным и реальным. Э. часто является элементом религ. культа. В арсенал религ. средств, вызывающих Э., входят изнурит, посты, неистовые пляски, самобичевание, ночные бдения, длит, молитвы, сосредоточение внимания на к.-л. объектах. В истории религии разных народов известны наркотич. способы искусств, вызывания Э. Для погрузившихся в Э. характерны нарушения чувства времени и пространства, зрит, и слух, галлюцинации, потеря болевой чувствительности и т. д. Наиболее типичные случаи проявления Э. в религии - шаманские камлания, хлыстовские радения и глоссолалии пятидесятников в христианстве, процессии ишхеей-вахсей в исламе.
ЭКСТРЕМИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ - идеология и деятельность крайне фанатич. элементов в религ. орг-циях. В сфере обществ.-политич. жизни совр. бурж. об-ва Э. р. носит внутриконфес. характер, проявляет себя, напр., в действиях протест, „ультра в Ольстере или „братьев-мусульман в странах Ближн. и Ср. Востока. В условиях сов. об-ва понятие Э. р. применяется прежде всего к идео логии и действиям тех фанатич. элементов в религ. орг-циях, к-рые вступили на путь антиобществ., противозаконной деятельности, идущей вразрез с законодательством сов. о религ. культах. Э. р. в СССР чаще всего проявляется в таких религ. течениях, как еванг. христиане-баптисты (деятельность „инициативников , или сторонников т. н. Совета церквей ЕХБ); адвентисты (адвентисты-реформисты, или „шелковцы ), крайние пятидесятники, свидетели Иеговы и др. Сторонники Э. р. представляют собой ничтожное меньшинство из общего числа верующих. Они пытаются обойти закон, возбудить недовольство политикой Сов. гос-ва и Комму-нистич. партии в отношении религии и церкви. По своей соц. и идеологич. сущности Э. р. — это реакция фанатич. кругов в религ. орг-циях на кризис религии, попытка преодолеть его на нерелиг. путях, поддерживаемая органами бурж.-клерик. пропаганды и импе-риалистич. спецслужбами. Благодаря большой идеологич. и вос-питат. работе по разоблачению Э. р., пресечению и профилактике противозаконных действий, формированию отрицательного обществ, мнения вокруг активных деятелей Э. р., количество сторонников Э. р. незначительно.
ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от греч. oikuménē - вселенная, обитаемый мир) - движение за объединение христ. конфессий. Э. д. является отражением кризиса отд. христ. объединений и направлений, а также кризиса религ. идеологии вообще, следствием процесса секуляризации обществ, жизни. Мероприятия, проводимые руководящими органами Э. д., представляют собой одну из попыток преодолеть кризис религии. Э. д. проявляется на нескольких уровнях. Прежде всего это движение за объединение христ. церквей, к-рос координирует Всемирн. совет церквей (ВСЦ). Это движение поддерживается большинством протест, и правосл. конфессий, ар-мяно-григориан. и др. церквами. 2-й уровень - деятельность международ, протест, орг-ций, таких, как Лютеран, всемирн. федерация, Методист, всемирн. совет, Баптист: всемирн. альянс и др. 3-й уровень - деятельность религ. объединений в масштабах одной страны - типа „нац. советов церквей . Среди них особенно известны Нац. совет церквей Христа в США, Брит, совет церквей. 4-й уровень - деятельность религ. объединений в масштабах региона, целого ряда стран (напр., Всеафр. конференция церквей). Существуют и „отраслевые международ, религ. объединения (Всемирн. студенч. христ. федерация и др.). ВСЦ поддерживает отношения и сотрудничает с этими международ, орг-циями. В экуменич. деятельность активно включился и Ватикан. II Ватикан, собором (1962-1965) был принят „Декрет об экуменизме . Христ. экуменизм испытывает также воздействие процессов интеграции и дифференциации, происходящих в нехрист. конфессиях (деятельность Всемирн. братства буддистов, Всемирн. ислам, конгресса и др.). Идеология экуменизма носит противореч. и непоследоват. характер. Она опирается на различные концепции бурж. идеологии, теологии и религ. социологии. Наряду с этим в орбиту экуменизма попадают концепции, отмеченные настроениями соц.-политич. протеста в капиталистич. и развивающихся гос-вах (идеи „теологии революции , „теологии освобождения и др.), а также идеи, отражающие позицию церквей в социалистич. странах. Деятельность мн. экуменич. органов в определенной мере способствует разрядке международ, напряженности, борьбе за мир и безопасность народов.
ЭЛ - первоначально - имя одного из гл. божеств, др. зап.-семитич. народностей (финикиян, евреев и др.); со временем стало употребляться как имя нарицательное для обозначения бога вообще.
ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ - сост. части религии. В развитых религиях можно выделить следующие элементы: 1) религ. сознание, 2) религ. деятельность, 3) религ. отношения, 4) религ. институты и орг-ции. В ранних формах религии они еще не развиты. В совр. развитых религиях религ. сознание существует на 2 уровнях - идеологии и обществ, психологии. Религ. деятельность выступает в виде внекультовой и культовой. Соответственно складываются культовые и внекультовые религ. отношения. Религ. орг-ция включает первичные ячейки — общины, территор. и нац. звенья управления, центр объединения и пр.
ЭЛИЗИУМ, Елисейские поля (лат. Elysium, от греч. Elysion pediu - поле прибытия) - в др.-греч. мифологии - загробный мир, прекрасное поле на зап. конце земли, где живут в блаженстве бессмертные герои и праведники. Христианство свои представления о рае во многом заимствовало из мифа об Э.
ЭЛИША БЕН АБУЯ - евр. вольнодумец 2 в., опровергал Ветхий завет и Мишну. разделял мировоззрение др.-греч. философов-материалистов. Э. выступал против проповедуемых иудаизмом покорности и смирения, небесного промысла и посмертного воздаяния, отрицал концепцию „божеств. справедливости. Учеников религ. школ Э. призывал изучать светские науки и овладевать полезными профессиями.
ЭЛЛАДСКАЯ (ГРЕЧЕСКАЯ) ЦЕРКОВЬ - автокеф. правосл. церковь получила автокефалию от констактиноп. патриарха в 1830. Глава Э. ц. - архиепископ Афинский и всей Эллады. Э. ц. объединяет 77 метрополий, 8 епархий на о. Крит и 4 епархии на Додеканезских о-вах (Афон и о, Патмос находятся в ведении константиноп. патриарха). Э. ц. готовит кадры священнослужителей на богосл. ф-тах ун-тов в Афинах, Салониках, Фесалониках, в духовных семинариях и училищах. Э. ц - издает журн. „Экклисия , богосл. ежегодник „Теология и др. Она выступает за укрепление межправосл. связей, является членом Всемирн. совета церквей.
ЭЛОХИМ - одно из наименований Яхве в Ветхом завете. Происходит от общесемитич. корня „эл - дух, бог.
ЭЛОХИСТ (от элохим) - употребляемое в религиоведении условное название одного из предполагаемых источников Пятикнижия.
ЭЛЬФЫ (др.-исл. - alfar) –в герм.-сканд. мифологии - духи природы. Э. делятся на светлых (добрых к людям воздушных существ) и темных (безобразных обликом, живущих под землей). Э. отождествляются с гномами, карлами, феями, сильфами.
ЭМАНАЦИЯ (лат. - истечение) - осн. понятие неоплатонизма, означающее „путь вниз , „развитие вспять от высшего, более общего, к низшему, менее общему. В противоположность христ. идее творения учение об Э. утверждало, что Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие с естеств. необходимостью. Тем не менее идея Э. была воспринята христ. теологией, оказала влияние на нем. мистицизм (Эккарт) и пантеистич. концепции Эриугены и др.
ЭМПЕДОКЛ (ок. 490-430 до н. э.) - др.-греч. философ, врач и политич. деятель. Считал началами вещей „корни (элементы): землю, воду, воздух и огонь, к-рые под воздействием сил „любви и „вражды претерпевают цикл изменений, от полного единства до бессвязного множества. Многообразие вещей объяснял пропорциями, в каких смешаны элементы. Э. высказал ряд естеств .-науч. догадок, в т. ч. о причинах солнечных затмений, о выживании жизнеспособных организмов, возникших естеств. путем, и т. д. Следуя мифологич. традиции, именовал „корни богами. В религ. поэме „Очищения развивал орфико-пифагорейское учение о переселении душ и неантропоморфич. представление о божестве, направл. против традиц. мифологии.
ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820-1895) - один из основоположников науч. коммунизма, друг и соратник К. Маркса, вождь и учитель международ, пролетариата. Э. внес основополагающий вклад в фундамент марксист, религиоведения, в историографию религий, в теорию атеизма, как одной из неотъемлемых сторон марксист, мировоззрения, в стратегию и тактику борьбы за преодоление религии. Данное Э. определение религии лежит в основе марксист. религиоведения. Оно гласит: „Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных (т. 20, с. 328). В основу трактовки религии как обществ, явления положена ее идеологич. сторона, определяющая все остальные, в т. ч. культ и институт церкви. Содержанием же религ. идеологии является фантастич. отражение действительности в образах и формах „неземных , т. е. сверхъестеств., сил. Такое определение дает чет-' кий критерий различения религ. и нерелиг. идеологии; в наше время оно имеет особо важное значение, - в условиях, когда апологеты религии и филос. идеализма взяли на вооружение концепцию религиозности всякого мировоззрения, в т. ч. и марксизма, пытаясь т. обр. стереть грань между наукой и религией. В „Анти-Дюринге и „Диалектике природы Э. показал, что мировоззрение диалектич. материализма, основанное на естеств.-науч. открытиях последних столетий, не оставляет места для к.-л. проявлений мистицизма и знаменует, т. обр., полное крушение религ. фантастики. Согласно диалектич. материализму Вселенная бесконечна во времени, пространстве, в ней отсутствуют какие бы то ни было силы и существа, не повинующиеся закономерностям естеств. мира и якобы управляющие им. В работах „Бруно Бауэр и первонач. христианство , „Книга откровения (1883), ,,К истории первонач. христианства Э. рассматривает проблемы истории религии от первобытных времен до наших дней. Особенно большое значение имеет разработка им вопросов происхождения и ранних стадий развития христианства, анализ памятников ранне-христ. лит-ры. В период своего возникновения христианство, как показал Э., явилось идеологич. выражением всестороннего кризиса римск. рабовлад. империи и вместе с ней рабовлад. формации в целом. Дальнейшие этапы истории христианства Э. исследовал гл. обр. в отношении средневек. феод. Европы - на материале истории папства, еретич. движений, крестьян, войны в Германии и первых этапов Реформации. Совместно с Марксом Э. разрабатывал вопросы об отношении рабочей партии к религии и о путях преодоления религ. верований. Маркс и Э. показали, что революц. пролетариат принципиально' и последовательно атеистичен, его борьба за социалистич. революцию связана и с борьбой против той идеологии, к-рая порождена эксплуатат. обществ, строем и служит для него религ. оправданием. Вместе с тем Э. решительно выступал против волюнтарист, планов запрещения религии, выдвигавшихся Е. Дюрингом, и показывал, что преодоление последней будет достигнуто в ходе клас. борьбы за социализм, в процессе построения коммунистич. об-ва.
ЭНКИ, Эа — в шумер, мифологии - бог мир. вод, покровитель мудрости, научивший людей ремеслам и искусствам. Э. занимал 3-е место (после Ану и Энлиля) в верховной троице богов.
ЭНЛИЛЬ - в шумер, мифологии - бог воздуха, позднее - бог земли и плодородия. Вместе со своим отцом, богом неба Ану, и богом воды Энки входил в верховную троицу шумер, пантеона.
ЭНЦИКЛИКА (от греч, enkýklios — общий, круговой) - окружное послание папы римск. ко всем католикам или к католикам одной страны, верующим др. вероисповеданий, иногда и к неверующим. Посвящается наиболее важным обществ.-политич., религ., нравств. вопросам. По канонам католич. церкви Э. не подлежит обсуждению и обязательна к исполнению. Э. обычно пишутся на лат. языке и называются по первым 2 словам текста.
ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИАЛЬНЫЕ - документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. положения соц. доктрины католич. церкви, формулируется ее позиция в отношении собственности, классов, клас. борьбы, революции, гос-ва. Первой соц. энцикликой была энциклика папы Льва XIII -„Rerum novarum („О новых вещах ), опубликованная 15 мая 1891 и считающаяся одним из осн. документов католицизма по соц. вопросам. Она осуждает социализм, освящает части, собственность, клас. неравенство, бурж. гос-во как божеств, установления, проповедует клас. мир, выступает против революц. борьбы, рекомендует создавать рабочие орг-ции, действующие под контролем церкви. Все содержание энциклики направлено против марксизма. Международ, буржуазия оценила „Рерум новарум как антикомму-нистич. манифест. В ознаменование 40-й годовщины энциклики „Рерум новарум папа Пий XI 15 мая 1931 опубликовал энциклику „Quadragesimo anno („В год сороковой ), в к-рой повторялись осн. положения „Рерум новарум -о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оценивалась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фашист, пр-во Италии. В этом документе Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм. В связи с 70-летием „Рерум новарум папа Иоанн XXIII 15 мая 1961 опубликовал энциклику „Mater et magistra („Мать и наставница ), в к-рой наряду с традиц. положениями соц. документов папства содержатся и нек-рые новые моменты, свидетельствовавшие о переменах в соц. политике Ватикана. Характеризуются изменения, к-рые произошли за 70 лет после опубликования энциклики „Рерум новарум в науке и технике, начало завоевания космоса, возрастающая роль гос-ва в управлении экономикой и в решении соц. проблем современности. В энциклике даны нек-рые рекомендации - о представительстве трудящихся в управлении крупными и средними предприятиями, о расширении гос. собственности, но не за счет ущемления частной собственности. Подробно описывается бедственное положение крестьян, однако о причинах его умалчивается. Иоанн XXIII предлагал нек-рые меры, направленные на улучшение положения крестьян, не выходящие, однако, за рамки капитализма. В 1963 была опубликована энциклика Иоанна XXIII „Pacem in terris („Мир на земле ), посвященная проблемам разоружения и сохранения мира. В ней безоговорочно осуждается гонка вооружений, поддерживается требование запрещения я дерн, оружия и требование решения споров между гос-вами посредством переговоров. Папа Павел VI 26 марта 1967 опубликовал энциклику „Populorum progressio („Прогресс народов ), посвященную гл. обр. проблемам развивающихся стран. В ней, наряду с традиц. положениями, характерными для предыдущих соц. энциклик, содержится ряд новых формулировок, выражающих отход Ватикана от старого курса в нек-рых соц. вопросах, напр, по вопросу о частной собственности. Здесь пересматривается традиц. католич. концепция, говорится, что частная собственность не является безусловным и абсолют, правом. Допускается отчуждение собственности, когда того требует общее благо. Осуждая революц. восстание, папа в то же время допускал его законность против явной и продолжительной тирании. Папа призывал католиков сотрудничать со всеми людьми доброй воли без к.-л. исключений и в то же время осуждал ма-териалистич. философию и атеизм. В 1981 опубликована ЖЦИКЛИК! Иоанна Павла II „Laborcm exercens („О человеческом труде ), в к-рой рассматриваются глобальные проблемы современности, говорится об инфляции, безработице, международ, корпорациях, профсоюзах, затрагиваются проблемы экологии, критикуются отд. недостатки капитализма. На протяжении 90 лет католич. церковь учитывала происходящие в мире перемены и вносила соответствующие коррективы в свою соц. доктрину. Однако неизменной остается в ней защита бурж. строя.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - группа деятелей франц. Просвещения во главе с Д. Дидро, выпускавшая „Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел (в 35-ти т., 1751-1780). В ее состав входили крупные мыслители, ученые и обществ, деятели предре-волюц. Франции (Даламбер, Бюффон, Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Кенэ, Кондильяк, Лагарп, Мабли, аббат Рейналь, Руссо и др.). Хотя их воззрения по мн. проблемам не совпадали, благодаря умелой деятельности Дидро Энциклопедия стала рупором передовых идей франц. буржуазии в борьбе против абсолютизма, феодализма, церкви и религии. Э. стремились показать и сделать доступным самому широкому читателю то, что было достигнуто человечеством в области науки и техники. Они подвергли критике порядки „старого режима . Энциклопедия охватывала все области науч. знаний, искусств и техники, всю духовную и материальную культуру. Она стала цитаделью свободомыслия и атеизма в борьбе с феодализмом и церковью, идеологически освящавшей соц. устои сходящего со сцены феод, об-ва. Э. подвергались преследованиям и травле со стороны властей и церкви. В 1752, когда вышел 2-й т. Энциклопедии, королевский совет приостановил ее выпуск. Однако уже в 1753 королю пришлось уступить требованиям передовой общественности и отменить запрет на ее выпуск. После публикации в 7-м т. статьи Даламбера, резко критиковавшей католич. духовенство, травля Э. возобновилась. Однако, несмотря на все препоны, к 1780 издание Энциклопедии было завершено. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие передовой филос. и обществ.-политич. мысли не только во Франции, но и в др. странах.
ЭНШЛЕН Шарль (1901-1944) - франц. историк-марксист, член ФКП, участник движения Сопротивления. В его гл. соч. „Происхождение религии (1935) показана реакц. роль религии, обусловленность религ. верований формами обществ, производства, дан критич. обзор таких концепций происхождения и развития религии, как теории Тэйлора, Дюркгейма, Фрейда, „прамонотеизма и т. д. Э. дает описание конкр. форм религии от тотемизма до христианства. Книга написана с боевых марксист. позиций.
ЭОЛ - бог ветров в др.-греч. мифологии. Образ Э. прошел определенную эволюцию от олицетворения ветра как природной стихии до образа мифич. родоначальника греч. племени эолян.
ЭОС - богиня утренней зари в др.-греч. мифологии, сестра Гелиоса и Селены, мать 4 ветров и всех звезд. Э. изображалась крылатой женщиной в венке из солнечных лучей. Ее колесница, запряженная крылатыми конями, появляется утром на востоке, возвещая приход Гелиоса. Э. соответствует римск. Авроре.
ЭПИКУР (341-270 до н. э.) - др.-греч. мыслитель, занимавший материалистич. позиции, подвергавший критике мн. религ. представления своего времени. Признавая существование богов, отрицал их вмешательство в реальную жизнь. Стремился к преодолению „страха перед богами и суеверий. Развивал атомистич. учение Лев-киппа и Демокрита. В противоположность пессимистич. взглядам на жизнь выдвинул учение о „разумном наслаждении , к-рое послужило поводом для нападок на него идеалистов и теологов, искажавших его этич. представления. К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая Э., писали, что „от него ведет свое начало атеизм римлян (т. 3, с. 127).
ЭПИТИМИЯ - то же, что Епитимья.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (1469-1536) - гуманист, представитель т. н. северного Возрождения. Ставил целью соединить возрожденческую античность и раннее христианство. В религ. форме проповедовал светские ценности: свободу личности, веротерпимость, уважение к разуму, знаниям и достоинству человека. Критиковал церковь, монашество и схоластику. Не принял Реформации; лютеровскому учению о предопределении противопоставил идею свободы воли человека. Прокомментировал Новый завет, что способствовало развитию науч. критики „св. писания . Наиболее известное произведение - „Похвала Глупости (1509).
ЭРИНИИ - в др.-греч. мифологии - богини мщения, кары и проклятия, родившиеся из крови Урана: Алекто (неустанная), Тисифона (мстящая за убийство) и Мегера (завистница). С укреплением гос-ва и отживанием кровной мести Э. превращаются в олицетворение мук совести преступника. Покаяние и религ. очищение могли освободить преступника от преследований Э. Из богинь мести Э. превращаются в богинь-благодетельниц - Эвменид.
ЭРИУГЕНА, Иоанн Скот Эригена (ок. 810 - ок. 877) - неоплатоник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования „св. писания , считал, что непостижимый бог открывается для познания в своих творениях. Э. признавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к „чистейшему созерцанию первообраза , т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осуждены католич. церковью. Осн. труд -„О разделении природы .
ЭРЛИК-ХАН, Эрлэн-хан - персонаж шаман, мифологии тюрк, и монг. народов Сибири и Центр. Азии: хозяин подземного мира, судья человеч. душ. В мифологии бурят Э.-х. - владыка 99 темниц и 9 присутственных мест, где он держит души умерших. Считается, что души черных шаманов проходят здесь подготовку к посвящению.
ЭРН Владимир Францевич (1881 — 1917) —рус. религ. философ. Науч. социализму противопоставил христ. социализм, к-рый, с его т. зр., можно построить на основе совершенствования церк.-религ. общины. В этой связи Э. особое внимание уделял разработке славянофильского принципа соборности, экуменич. воззрений В. Соловьева, учения о логосе С. Трубецкого.
ЭРОТ (греч. Eros) - в др.-греч. мифологии - бог любви, вначале имевший космогонич. черты, наряду с Хаосом, Геей (Землей), Тартаром. В др.-римск. пантеоне Э. соответствовал Амур (лат. amor - любовь), или Купидон (лат. cupido - вожделение).
ЭСКУЛАП - в рим. мифологии бог врачевания, соответствует др.-греч. Асклепию.
ЭССЕНЫ, ессеи — иуд. секта, сведения о к-рой сохранились у писателей I в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского. Э. образовывали общины, в к-рых, как правило, отсутствовала частная собственность, осуждалось рабство, обязательным был физич. труд, в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что Э. жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег („Естеств. история , V, 17, 73). Общины Э. носили замкнутый характер, попасть в них было трудно. Э. принимали активное участие н анти-римск. восстании в Иудее 6 - 73, за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергали пленных Э. жестоким пыткам („Иуд. война , II, 8, 2-13). Большинство сов. ученых причисляют к Э. членов кумранской общины (кумранитов).
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. éschatos - последний, logos - учение) - религ. учение о конечных судьбах мира и человека. Э. уходит своими корнями в др. представления о возникновении и гибели универсума, о скрытой борьбе в природе доброго и злого начал, сил света и тьмы. В развитой форме Э. присуща иудаизму, христианству, исламу. На христ. Э. оказали влияние зороастризм, др.-егип. религия и особенно мессианизм иудаизма. Гл. содержание христ. Э. сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, страшном суде. Схожие сюжеты получили отражение в Э. ислама. В совр. условиях Э. стала одной из ведущих тем религ. футурологии (К. Ранер, Ю. Мольтман, В. Панненберг, Г. Ваганян). Теологи модернизируют религ. учение (концепции „инструментальности , „несамостоятельности истории, ее „преодоления ), используя идеи бурж. прогностики об ограниченности историч. прогресса, „пределах роста цивилизации, неизбежности грядущих демографич., экологич. катастроф.
ЭТИКА ХРИСТИАНСКАЯ - учение о морали, к-рое основывается на нравств. идеалах Библии, гл. обр. Нового завета. Осн. направления христианства сходятся на признании Нагорной проповеди, 3 „св. добродетелей - веры, надежды, любви, отречения от мира, идей греха и искупления, в принятии страдания как средства очищения, возвышения духа над плотью, в проповеди смирения, непротивления злу, всепрощения и т. д. Гл. этич. заповедь - христ. любовь, из к-рой выводятся все другие. Теологи пытаются возвысить Э. х. как совершенное учение, противостоящее всем предшествующим учениям. Осн. идеи Э. х. можно, однако, найти в религиях и филос. учениях др. мира (напр., у Платона — отношение к миру как к неистинному, первенство духовного перед материальным, бессмертие души, идеал аскетизма, у стоиков - отношение к страданиям, покорность судьбе, следование долгу, подавление страстей и мн. другое). Однако Э. х. нельзя считать прямым заимствованием. Моральные оценки, близкие к христианским, стихийно рождались в среде низов Римск. империи еще до возникновения христианства. Из этого источника возник образ Христа - учителя, страдальца, утешителя, а также и сама Э. х. Она появилась как способ морально-психологич. защиты угнетенных; она рождена их слабостью и бессилием. За мн. века господства Э. х. наложила заметный отпечаток на быт, культуру, нравы т. н. христ. народов, но не смогла осуществить ни одной из поставленных целей и в наст. вр. переживает острый кризис. Попытки оживить ее путем восстановления первонач. революц.-демократич. духа христианства {.„теология революции и т. п.), сближения с идеалами коммунизма и даже отказа от идеи сверхъестеств. мира и божества („безрелиг. христианство , „теология мертвого бога ) безуспешны в силу ее внутр. несостоятельности перед сложными проблемами совр. мира.
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. В наст. вр. большинство этносов не обнаруживает тесной связи с к.-л. конкр. религией. Вместе с тем иногда какая-то часть народа бывает сопряжена с определенной конфессией. В др. случаях с какой-нибудь конфессией тесно сопряжена компактная группа этносов. Общности, образуемые в результате таких сопряжений, обычно именуют Э. г. Наиболее распространен 1-й тип сопряжения (конфессия - часть народа). К этой разновидности Э. г. (можно их назвать субэтно-конфессиональными), впрочем, могут быть причислены далеко не все конфес. группы внутри этносов. Лишь когда эти группы приобретают особые, только им присущие этнич. свойства, мы можем с достаточным основанием считать их Э. г. Механизм сложения Э. г. таков: с одной стороны, этнич. явления, свойства в течение длит, времени взаимодействия впитываются культом, „конфессионизируются , с др. стороны, отд. компоненты культового комплекса, проникая в нац. формы обществ, жизни, приобретают характер этнич. явлений, „этнизируются”. В качестве примеров субэтноконфес. групп можно назвать болгаро-магометан (помаков) в Болгарии, вальденсов в Италии, арабов-мандейцев в Ираке, арабов-нусайритов в Сирии, арабов-друзов в Сирии и Ливане, курдов-йезидов в ряде стран Юго-Зап. Азии, зороастрийцев-гебров в Иране, панджабцев-мусульман, панджабцев-сикхов и панджабцев-индуистов в Пакистане и Индии, бенгальцев-мусульман, бенгальцев-индуистов в Бангладеш и Индии, ара-канцев в Бирме, коптов в Египте, меннонитов в Канаде и США, мормонов в США и т. д. В дореволюц. России субэтноконфес. группами являлись разные толки старообрядцев и молокан среди русских, аджарцы и ингилойцы в составе груз, народа, хемшмны среди армян, йезиды в числе курдов, кряшены и нагайбаки среди татар, меннониты в составе немецкоязыч. населения, сету среди эстонцев и латгальцы среди латышей. С падением влияния религии в нашей стране эти группы постоянно де-конфессионализируются. Нек-рые субэтноконфес. группы (напр., панджабцы-мусульмане, панджабцы-сикхи и панджабцы-индуисты) имеют тенденцию превращения в отд. этносы. Э. г., сложившихся в результате сопряжения 2-го типа (можно назвать их метаэтноконфессиональными), в наст. вр. сравнительно немного. Наиболее яркие примеры общностей такого рода можно наблюдать на Филиппинах, где все население распадается на христ. народы юга (моро) и племена глубинных районов, среди к-рых преобладают различные трациц. культы.
ЭТНОС И РЕЛИГИЯ. Термин „этнос обозначает народ как специфич. вид соц. общности, к-рая сложилась в условиях территор. и соц.-экономич. единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этнич. самосознание, включающее и представление об общем происхождении. Одинаковая вероисповедная принадлежность - не обязательно признак этнич. общности. Как правило, этнич. связи прочнее конфессиональных. Большинство крупных религ. общностей охватывает разные народы. Это и мир. религии (христианство, ислам, буддизм), и т. н. народностно-национальные (напр., индуизм, проникший за пределы Индии). При этом принадлежность к одной и той же религии не стерла различия между народами. В наст. вр. среди мн. народов, особенно в СССР, большинство неверующих, тем не менее этносы не только сохраняются, но и происходит процесс их дальнейшей консолидации.
„ЭУХЕМЕР („Euhemer - по имени др.-греч. философа-материалиста) - ежекварт. журнал Польск. об-ва религиоведения, издается с 1957 в Варшаве на польск. языке. Печатает научные статьи по теоретическим проблемам религиоведения, истории религий мира, истории свободомыслия и атеизма, по социологии и психологии религии.
ЭФЕССКИЕ СОБОРЫ см. Вселенские соборы.
ЭЧМИАДЗИН - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно-григориан. церкви. В нем расположены резидсн ция патриарха-католикоса, патриарший кафедральный собор (построен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. учреждений. Здесь же издается журнал католикосата „Эчмиадзин”, происходят церк. соборы. Название „Э. (букв. - здесь сошел единородный сын) связано с церк. мифом, согласно к-рому первый армян, епископ Григор Просветитель „увидел , как Христос явился в г. Вагаршапате (ныне - Э.) и указал золотым молотом место для постройки первого в Армении христ. храма. Эчмиадзин. храм охраняется гос-вом как памятник архитектуры.
ЭШМУН - бог-врачеватель в финик, религии. Греки отождествляли его с Асклепием.
Читайте: |
---|