Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЭБИ - ЭШМ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЭА - см. Энки.

ЭБИОНИТЫ - одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. „эвионим — нищие. Э. жили в Палестине. Во время иуд. войны (66—73), со­гласно преданию, переселились за Иордан. Э. соблюдали иуд. обря­ды, считали Иисуса сыном Иосифа и Марии, на к-рого сошел св. дух. Э. учили, что в мире происходит борьба добрых и злых сил, к-рая кончится установлением „царства добра . На Ближн. Востоке отд. группы Э. существовали еще в средние века.

ЭВГЕМЕРИЗМ,  евгемеризм принципы рационалистич. истолко­вания присхождения богов и геро­ев, содержания мифов, впервые изложенные в кн. „Священная грамота , написанной сицилий­ским мыслителем Эвгемером (кон. 4 в. - нач. 3 в. до н. э.), жившим при дворе македон. ца­рей. Согласно взглядам Эвгемера, боги и герои - это обожествлен­ные великие люди прошлого, а ми­фы - фантастич. изложение реаль­ных событий минувших времен. Наивные представления сторонни­ков Э. тем не менее явились по­пыткой дать естеств. объяснение сверхъестеств. явлениям.

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia - блаженство, счастье) — этич. принцип, основанный на представ­лении, что поведение челове­ка определяется стремлением к счастью как высш. цели жизни. Э. возникает в античном мире, находит отражение в учениях Сок­рата, Аристотеля. В Новое время идеи Э. получают развитие в этич. концепции Спинозы. Их разделяли франц. материалисты 18 в. Гелъвеций и Дидро. Своеобразную интер­претацию они получают в этич. теории утилитаризма (Бентам, Милль). Будучи в своей основе противоположной   христ.  этике, для к-рой высш. блаженство до­стижимо лишь в потустороннем мире, эвдемонист. этика все же страдает односторонностью, огра­ниченностью, игнорируя клас. характер морали.

ЭВМЕНИДЫ (греч. - благосклон­ные) - добрые богини-благоде­тельницы в др.-греч. пантеоне. Первоначально считались богиня­ми мщения - Эриниями. Впослед­ствии, после отмены кровной мес­ти,  превратились в добрых  Э.

ЭДЕМ, Едем, Эден - по веровани­ям др. евреев - земной рай, куда бог поселил Адама и Еву и откуда изгнал их. Представлялся как сказочно-прекрасная и изобильная страна, расположенная где-то у ис­токов Евфрата и Тигра.

ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон (1754-1837) - нем. философ-ма­териалист, атеист и утопист. Счи­тал религию продуктом невежест­ва, подчеркивал ее реакц. соц. роль, отрицал мифы о творении и бессмертии души, религ. мораль. Развивал идеи естеств. происхож­дения жизни, человека, критико­вал феод, устои, обосновывал уто-пич. идеи о будущем „золотом веке .

ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879-1955) — физик-теоретик, созда­тель теории относительности, „ве­ликий преобразователь естество­знания (Ленин В. И. ПСС, т. 45, с. 29). Открытия Э. легли в осно­ву новой, квантово-релятивист. картины мира, имеющей огромное материал и стич. мировоззренч. зна­чение. Э., будучи стихийным мате­риалистом, отвергал все религ. догматы, однако в своих произве­дениях и высказываниях употреб­лял такие термины, как „косми­ческая религия , под к-рой пони­мал восхищение стройностью и красотой законов природы, „рели­гиозность , к-рую трактовал как стремление сверхличного характе­ра. Происхождение религии Э. свя­зывал с чувством страха, не видел соц. корней религии в бурж. об-ве.

ЭКЗАРХ (греч. exarchos - глава, начальник, наместник) - 1) в Др. Греции — глава жрецов, состоя­щих при храме; 2) в Визант. импе­рии - правитель области (диоце­за), отвоеванной у варваров; 3) в Византии (до 7 в.) - епископ, управлявший христ. церковью в диоцезе; 4) в совр. православии — глава экзархата.

ЭКЗАРХАТ (от греч. exarchos - глава, начальник) — ]) в Визан­тии в кон. 6—7 вв. — военно-адм. единица (наместничество). Экзар­хи (наместники) возглавляли здесь как военные силы, так и гражд. администрацию; 2) в правосла­вии - церк. округ, иногда объеди­няющий несколько епархий, поль­зующийся определенной самостоя­тельностью. Э. возглавляется епископом — патриаршим экзар­хом, подчиненным патриарху. Рус. правосл. церковь имеет Э. в Зап. и Ср. Европе, Центр, и Юж. Амери­ке, на Украине.

ЭКЗЕГЕТИКА (от греч. exegeomai - истолковываю) — раздел богословия, занимающийся трак­товкой и толкованием смысла и содержания Библии. Одной из гл. задач Э. является подбор доказа­тельств, подтверждающих бого-духновенность „св. книг и их непреходящее значение для воспи­тания религ. веры и нравствен­ности.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. - existentia - существова­ние) - субъективно-идеалистич. филос. направление, получившее распространение после первой мир. войны в Германии, в период второй мир. войны - во Франции. Центр, проблемой философии счи­тает поиск смысла жизни, сущест­вования человека, к-рый раскры­вается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях (борьба, страдание, угроза смер­ти). Постигая смысл экзистенции, человек обретает свободу, к-рая накладывает на него ответствен­ность за все происходящее в мире. Внутри Э. различают 2 течения: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер). Критика религии не носит воинств, характера: религия так же абсурд­на, как и бытие. Большая часть представителей Э. принадлежит к религ. течению. Так, философия К. Ясперса отличается открыто выраженной религ. направленно­стью; Г. Марсель с помощью осн. принципов Э. обосновывает веро­учение католицизма; М. Бубер ищет точки соприкосновения Э. и иудаизма в хасидистском вариан­те. Интуитивизм и иррационализм Э. берутся на вооружение школой протест, неортодоксии (К. Барт, Р. Нибур, Э. Бруннер) и диалектич. теологии (Р. Бультман). Для Э. характерны пессимизм, субъек­тивист, истолкование свободы, от­рицание рационального познания и предпочтение в пользу интуитив. (непосредственного) понимания действительности.

ЭККАРТ Иоганн, мейстер Эккарт (1260-1327) - монах-доминика­нец, представитель ср.-век. мисти­ки. Был связан с революц.-плебей-скими сектами беггардов и „брать­ев свободного духа . Обвинен в ереси. В учении Э. проявляются элементы неоплатонизма; пантеистич. тенденции приводят к выво­ду, что душа есть „одно с богом и человек познает его через „внутр. озарение , обретая „спасение и „блаженство помимо „внешних дел .

ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (греч. ekklesia - церковь и logos - учение) - в католицизме и православии -теологич. учение о церкви как бо­жеств, установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Наибо­лее детально разработано в като­лицизме.

ЭКОЛОГИЯ   И  РЕЛИГИЯ.  Для религ. истолкования вопросов вза­имодействия об-ва и природы (экологич. вопросов) характерна мистификация   этих   отношений, подмена соц.-клас. причин типич­ного для капиталистич. хозяйство­вания хищнического обращения с окружающей средой религ.-нравственными. Сущность совр. эко­логич. неблагополучия в мире религ. идеологи усматривают в утере „богоданных нравств. основ господства над природой, в растущих проявлениях эгоизма и жадности, в греховном стремле­нии к „самообожению , основан­ному на переоценке людьми мощи науч.-технич. прогресса. За отчуж­дение от бога человек поплатился отчуждением от себя природы. Теологи перекладывают вину за экологич. кризис на абстракт, че-ловеч. натуру, что помогает скрыть истинных виновников раз­рушения природной среды. Спасе­ние от экологич. катастрофы рас­сматривается через эсхатологич. перспективу „примирения чело­века с богом. Выход видится в воспитании нового экологич. сознания, построенного на „пра­вильно понятых божеств, запове­дях, способных, по мнению религ. идеологов, обеспечить „попечи­тельство человека над природой. Для этого необходимо обуздать греховные наклонности человека, пересмотреть структуру его ма­териальных потребностей, утвер­дить духовные, прежде всего ре­лиг., ценности и реализовать прин­ципы „хозяйств, аскетизма” в обществ, и личной жизни. В осуще­ствлении этих задач особая роль отводится церкви. Марксист, ате­изм решительно отвергает антинауч. спекуляции на экологич. проблемах. Вместе с тем марк­систы призывают всех людей доб­рой воли — верующих и неверую­щих — объединиться в борьбе за сохранение окружающей при­родной среды.

ЭКСТАЗ (греч. ekstasis - исступ­ление, восхищение) - состояние аффекта, проявляющееся в силь­ном нервном возбуждении, утрате контроля над своими действиями, стирании грани между вымышлен­ным и реальным. Э. часто является элементом религ. культа. В арсе­нал религ. средств, вызывающих Э., входят изнурит, посты, неистовые пляски, самобичевание, ноч­ные бдения, длит, молитвы, сосре­доточение внимания на к.-л. объ­ектах. В истории религии разных народов известны наркотич. спосо­бы искусств, вызывания Э. Для погрузившихся в Э. характерны нарушения чувства времени и пространства, зрит, и слух, галлю­цинации, потеря болевой чувстви­тельности и т. д. Наиболее типич­ные случаи проявления Э. в рели­гии - шаманские камлания, хлыс­товские радения и глоссолалии пятидесятников в христианстве, процессии ишхеей-вахсей в исламе.

ЭКСТРЕМИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ - идеология и деятельность крайне фанатич. элементов в религ. орг-циях. В сфере обществ.-политич. жизни совр. бурж. об-ва Э. р. носит внутриконфес. характер, проявляет себя, напр., в действи­ях протест, „ультра в Ольстере или „братьев-мусульман в стра­нах Ближн. и Ср. Востока. В ус­ловиях сов. об-ва понятие Э. р. применяется прежде всего к идео логии и действиям тех фанатич. элементов в религ. орг-циях, к-рые вступили на путь антиоб­ществ., противозаконной деятель­ности, идущей вразрез с законо­дательством сов. о религ. культах. Э. р. в СССР чаще всего проявля­ется в таких религ. течениях, как еванг. христиане-баптисты (дея­тельность „инициативников , или сторонников т. н. Совета церквей ЕХБ); адвентисты (адвентисты-реформисты, или „шелковцы ), крайние пятидесятники, свидетели Иеговы и др. Сторонники Э. р. представляют собой ничтожное меньшинство из общего числа верующих. Они пытаются обойти закон, возбудить недовольство политикой Сов. гос-ва и Комму-нистич. партии в отношении рели­гии и церкви. По своей соц. и идеологич. сущности Э. р. — это реакция фанатич. кругов в религ. орг-циях на кризис религии, по­пытка преодолеть его на нерелиг. путях, поддерживаемая органами бурж.-клерик. пропаганды и импе-риалистич. спецслужбами. Благо­даря большой идеологич. и вос-питат. работе по разоблачению Э. р., пресечению и профилактике противозаконных действий, фор­мированию отрицательного об­ществ, мнения вокруг активных деятелей Э. р., количество сторон­ников Э. р. незначительно.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ    ДВИЖЕНИЕ (от греч. oikuménē - вселенная, обитаемый мир) - движение за объединение христ. конфессий. Э. д. является отражением кризи­са отд. христ. объединений и нап­равлений, а также кризиса религ. идеологии вообще, следствием процесса секуляризации обществ, жизни. Мероприятия, проводимые руководящими органами Э. д., представляют собой одну из по­пыток преодолеть кризис религии. Э. д. проявляется на нескольких уровнях. Прежде всего это движе­ние за объединение христ. церквей, к-рос координирует Всемирн. со­вет церквей (ВСЦ). Это движение поддерживается большинством протест, и правосл. конфессий, ар-мяно-григориан. и др. церквами. 2-й уровень - деятельность между­народ, протест, орг-ций, таких, как Лютеран, всемирн. федерация, Методист, всемирн. совет, Баптист: всемирн. альянс и др. 3-й уровень - деятельность религ. объединений в масштабах одной страны - типа „нац. советов церквей . Сре­ди них особенно известны Нац. совет церквей Христа в США, Брит, совет церквей. 4-й уро­вень - деятельность религ. объеди­нений в масштабах региона, цело­го ряда стран (напр., Всеафр. кон­ференция церквей). Существуют и „отраслевые международ, религ. объединения (Всемирн. студенч. христ. федерация и др.). ВСЦ поддерживает отношения и со­трудничает с этими международ, орг-циями. В экуменич. деятель­ность активно включился и Вати­кан. II Ватикан, собором (1962-1965) был принят „Декрет об экуменизме . Христ. экуменизм испытывает также воздействие процессов интеграции и дифферен­циации, происходящих в нехрист. конфессиях (деятельность Все­мирн. братства буддистов, Все­мирн. ислам, конгресса и др.). Идеология экуменизма носит противореч. и непоследоват. харак­тер. Она опирается на различные концепции бурж. идеологии, тео­логии и религ. социологии. Наряду с этим в орбиту экуменизма по­падают концепции, отмеченные настроениями соц.-политич. про­теста в капиталистич. и развиваю­щихся гос-вах (идеи „теологии ре­волюции , „теологии освобожде­ния и др.), а также идеи, отра­жающие позицию церквей в социалистич. странах. Деятельность мн. экуменич. органов в определенной мере способствует разрядке меж­дународ, напряженности, борьбе за мир и безопасность народов.

ЭЛ - первоначально - имя одного из гл. божеств, др. зап.-семитич. народностей (финикиян, евреев и др.); со временем стало употреб­ляться как имя нарицательное для обозначения бога вообще.

ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ - сост. части религии. В развитых религи­ях можно выделить следующие элементы: 1) религ. сознание, 2) религ. деятельность, 3) религ. отношения, 4) религ. институты и орг-ции. В ранних формах рели­гии они еще не развиты. В совр. развитых религиях религ. созна­ние существует на 2 уровнях - идеологии и обществ, психологии. Религ. деятельность выступает в виде внекультовой и культовой. Соответственно складываются культовые и внекультовые религ. отношения. Религ. орг-ция включа­ет первичные ячейки — общины, территор. и нац. звенья управле­ния, центр объединения и пр.

ЭЛИЗИУМ, Елисейские поля (лат. Elysium, от греч. Elysion pediu - поле прибытия) - в др.-греч. ми­фологии - загробный мир, пре­красное поле на зап. конце земли, где живут в блаженстве бессмерт­ные герои и праведники. Христи­анство свои представления о рае во многом заимствовало из мифа об Э.

ЭЛИША БЕН АБУЯ - евр. вольно­думец 2 в., опровергал Ветхий за­вет и Мишну. разделял мировоз­зрение др.-греч. философов-материалистов. Э. выступал против про­поведуемых иудаизмом покорно­сти и смирения, небесного про­мысла и посмертного воздаяния, отрицал концепцию „божеств. справедливости. Учеников религ. школ Э. призывал изучать светс­кие науки и овладевать полезны­ми профессиями.

ЭЛЛАДСКАЯ (ГРЕЧЕСКАЯ) ЦЕР­КОВЬ - автокеф. правосл. цер­ковь получила автокефалию от констактиноп. патриарха в 1830. Глава Э. ц. - архиепископ Афин­ский и всей Эллады. Э. ц. объеди­няет 77 метрополий, 8 епархий на о. Крит и 4 епархии на Додеканезских о-вах (Афон и о, Патмос находятся в ведении константиноп. патриарха). Э. ц. готовит кадры священнослужителей на богосл. ф-тах ун-тов в Афинах, Салониках, Фесалониках, в духовных семина­риях и училищах. Э. ц - издает журн. „Экклисия , богосл. еже­годник „Теология и др. Она вы­ступает за укрепление межправосл. связей, является членом Всемирн. совета церквей.

ЭЛОХИМ - одно из наименований Яхве в Ветхом завете. Происходит от общесемитич. корня „эл - дух, бог.

ЭЛОХИСТ (от элохим) - употреб­ляемое в религиоведении услов­ное название одного из предпола­гаемых источников Пятикнижия.

ЭЛЬФЫ (др.-исл. - alfar) –в герм.-сканд. мифологии - духи приро­ды. Э. делятся на светлых (доб­рых к людям воздушных существ) и темных (безобразных обликом, живущих под землей). Э. отож­дествляются с гномами, карлами, феями, сильфами.

ЭМАНАЦИЯ (лат. - истечение) - осн. понятие неоплатонизма, озна­чающее „путь вниз , „развитие вспять от высшего, более обще­го, к низшему, менее общему. В противоположность христ. идее творения учение об Э. утверждало, что Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие с естеств. необходимостью. Тем не менее идея Э. была воспринята христ. теологией, оказала влияние на нем. мистицизм (Эккарт) и пантеистич. концепции Эриугены и др.

ЭМПЕДОКЛ (ок. 490-430 до н. э.) - др.-греч. философ, врач и политич. деятель. Считал началами вещей „корни (элементы): зем­лю, воду, воздух и огонь, к-рые под воздействием сил „любви и „вражды претерпевают цикл из­менений, от полного единства до бессвязного множества. Многооб­разие вещей объяснял пропорция­ми, в каких смешаны элементы. Э. высказал ряд естеств .-науч. догадок, в т. ч. о причинах солнеч­ных затмений, о выживании жиз­неспособных организмов, возник­ших естеств. путем, и т. д. Следуя мифологич. традиции, именовал „корни богами. В религ. поэме „Очищения развивал орфико-пифагорейское учение о переселении душ и неантропоморфич. представ­ление о божестве, направл. против традиц. мифологии.

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820-1895) - один из основоположников науч. коммунизма, друг и соратник К. Маркса, вождь и учитель меж­дународ, пролетариата. Э. внес основополагающий вклад в фун­дамент марксист, религиоведения, в историографию религий, в тео­рию атеизма, как одной из неотъ­емлемых сторон марксист, миро­воззрения, в стратегию и тактику борьбы за преодоление религии. Данное Э. определение религии лежит в основе марксист. религио­ведения. Оно гласит: „Всякая ре­лигия является не чем иным, как фантастическим отражением в го­ловах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отра­жением, в котором земные силы принимают форму неземных (т. 20, с. 328). В основу трактов­ки религии как обществ, явления положена ее идеологич. сторона, определяющая все остальные, в т. ч. культ и институт церкви. Содер­жанием же религ. идеологии явля­ется фантастич. отражение действительности в образах и формах „неземных , т. е. сверхъестеств., сил. Такое определение дает чет-' кий критерий различения религ. и нерелиг. идеологии; в наше время оно имеет особо важное значение, - в условиях, когда апологеты рели­гии и филос. идеализма взяли на вооружение концепцию религиоз­ности всякого мировоззрения, в т. ч. и марксизма, пытаясь т. обр. стереть грань между наукой и ре­лигией. В „Анти-Дюринге и „Диа­лектике природы Э. показал, что мировоззрение диалектич. мате­риализма, основанное на естеств.-науч. открытиях последних сто­летий, не оставляет места для к.-л. проявлений мистицизма и знаме­нует, т. обр., полное крушение религ. фантастики. Согласно диа­лектич. материализму Вселенная бесконечна во времени, простран­стве, в ней отсутствуют какие бы то ни было силы и существа, не повинующиеся закономерно­стям естеств. мира и якобы уп­равляющие им. В работах „Бруно Бауэр и первонач. христианство , „Книга откровения (1883), ,,К истории первонач. христианст­ва Э. рассматривает проблемы истории религии от первобытных времен до наших дней. Особенно большое значение имеет разработ­ка им вопросов происхождения и ранних стадий развития христиан­ства, анализ памятников ранне-христ. лит-ры. В период своего возникновения христианство, как показал Э., явилось идеологич. выражением всестороннего кризи­са римск. рабовлад. империи и вместе с ней рабовлад. формации в целом. Дальнейшие этапы исто­рии христианства Э. исследовал гл. обр. в отношении средневек. феод. Европы - на материале истории папства, еретич. движе­ний, крестьян, войны в Германии и первых этапов Реформации. Совместно с Марксом Э. разраба­тывал вопросы об отношении ра­бочей партии к религии и о путях преодоления религ. верований. Маркс и Э. показали, что революц. пролетариат принципиально' и по­следовательно атеистичен, его борьба за социалистич. революцию связана и с борьбой против той идеологии, к-рая порождена эксплуатат. обществ, строем и служит для него религ. оправда­нием. Вместе с тем Э. решительно выступал против волюнтарист, планов запрещения религии, вы­двигавшихся Е. Дюрингом, и по­казывал, что преодоление послед­ней будет достигнуто в ходе клас. борьбы за социализм, в процессе построения коммунистич. об-ва.

ЭНКИ, Эа — в шумер, мифоло­гии - бог мир. вод, покровитель мудрости, научивший людей реме­слам и искусствам. Э. занимал 3-е место (после Ану и Энлиля) в вер­ховной троице богов.

ЭНЛИЛЬ - в шумер, мифоло­гии - бог воздуха, позднее - бог земли и плодородия. Вместе со своим отцом, богом неба Ану, и богом воды Энки входил в вер­ховную троицу шумер, пантеона.

ЭНЦИКЛИКА (от греч, enkýklios — общий, круговой) - окруж­ное послание папы римск. ко всем католикам или к католикам од­ной страны, верующим др. веро­исповеданий, иногда и к неверую­щим. Посвящается наиболее важ­ным обществ.-политич., религ., нравств. вопросам. По канонам католич. церкви Э. не подлежит обсуждению и обязательна к ис­полнению. Э. обычно пишутся на лат. языке и называются по пер­вым 2 словам текста.

ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИАЛЬ­НЫЕ - документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. положе­ния соц. доктрины католич. церк­ви, формулируется ее позиция в отношении собственности, клас­сов, клас. борьбы, революции, гос-ва. Первой соц. энцикликой была энциклика папы Льва XIII -„Rerum novarum („О новых ве­щах ), опубликованная 15 мая 1891 и считающаяся одним из осн. документов католицизма по соц. вопросам. Она осуждает социа­лизм, освящает части, собствен­ность, клас. неравенство, бурж. гос-во как божеств, установления, проповедует клас. мир, выступает против революц. борьбы, рекомендует создавать рабочие орг-ции, действующие под контролем цер­кви. Все содержание энциклики направлено против марксизма. Международ, буржуазия оценила „Рерум новарум как антикомму-нистич. манифест. В ознаменова­ние 40-й годовщины энциклики „Рерум новарум папа Пий XI 15 мая 1931 опубликовал энцик­лику „Quadragesimo anno („В год сороковой ), в к-рой повторялись осн. положения „Рерум новарум -о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оцени­валась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фа­шист, пр-во Италии. В этом доку­менте Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм. В связи с 70-летием „Рерум новарум папа Иоанн XXIII 15 мая 1961 опубли­ковал энциклику „Mater et magistra („Мать и наставница ), в к-рой наряду с традиц. положениями соц. документов папства содер­жатся и нек-рые новые моменты, свидетельствовавшие о переменах в соц. политике Ватикана. Харак­теризуются изменения, к-рые про­изошли за 70 лет после опублико­вания энциклики „Рерум новарум в науке и технике, начало завоева­ния космоса, возрастающая роль гос-ва в управлении экономикой и в решении соц. проблем современ­ности. В энциклике даны нек-рые рекомендации - о представитель­стве трудящихся в управлении крупными и средними предприя­тиями, о расширении гос. собст­венности, но не за счет ущемле­ния частной собственности. Под­робно описывается бедственное положение крестьян, однако о при­чинах его умалчивается. Иоанн XXIII предлагал нек-рые меры, направленные на улучшение поло­жения крестьян, не выходящие, однако, за рамки капитализма. В 1963 была опубликована энцик­лика Иоанна XXIII „Pacem in terris („Мир на земле ), посвя­щенная проблемам разоружения и сохранения мира. В ней безого­ворочно осуждается гонка воору­жений, поддерживается требова­ние запрещения я дерн, оружия и требование решения споров между гос-вами   посредством  переговоров. Папа Павел VI 26 марта 1967 опубликовал энциклику „Populorum progressio („Прогресс наро­дов ), посвященную гл. обр. проб­лемам развивающихся стран. В ней, наряду с традиц. положениями, характерными для предыдущих соц. энциклик, содержится ряд новых формулировок, выражаю­щих отход Ватикана от старого курса в нек-рых соц. вопросах, напр, по вопросу о частной собст­венности. Здесь пересматривается традиц. католич. концепция, гово­рится, что частная собственность не является безусловным и абсо­лют, правом. Допускается отчуж­дение собственности, когда того требует общее благо. Осуждая ре­волюц. восстание, папа в то же время допускал его законность против явной и продолжительной тирании. Папа призывал католи­ков сотрудничать со всеми людь­ми доброй воли без к.-л. исключе­ний и в то же время осуждал ма-териалистич. философию и атеизм. В 1981 опубликована ЖЦИКЛИК! Иоанна Павла II „Laborcm exercens („О человеческом труде ), в к-рой рассматриваются глобаль­ные проблемы современности, го­ворится об инфляции, безработи­це, международ, корпорациях, профсоюзах, затрагиваются проб­лемы экологии, критикуются отд. недостатки капитализма. На про­тяжении 90 лет католич. церковь учитывала происходящие в мире перемены и вносила соответствую­щие коррективы в свою соц. док­трину. Однако неизменной остает­ся в ней защита бурж. строя.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - группа деятелей франц. Просвещения во главе с Д. Дидро, выпускавшая „Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел (в 35-ти т., 1751-1780). В ее со­став входили крупные мыслители, ученые и обществ, деятели предре-волюц. Франции (Даламбер, Бюффон, Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Кенэ, Кондильяк, Лагарп, Мабли, аббат Рейналь, Руссо и др.). Хотя их воззрения по мн. проблемам не совпадали, благодаря умелой дея­тельности Дидро Энциклопедия стала рупором  передовых идей франц. буржуазии в борьбе против абсолютизма, феодализма, церкви и религии. Э. стремились показать и сделать доступным самому ши­рокому читателю то, что было достигнуто человечеством в обла­сти науки и техники. Они подверг­ли критике порядки „старого ре­жима . Энциклопедия охватывала все области науч. знаний, искусств и техники, всю духовную и мате­риальную культуру. Она стала ци­таделью свободомыслия и атеизма в борьбе с феодализмом и цер­ковью, идеологически освящав­шей соц. устои сходящего со сце­ны феод, об-ва. Э. подвергались преследованиям и травле со сторо­ны властей и церкви. В 1752, когда вышел 2-й т. Энциклопе­дии, королевский совет приоста­новил ее выпуск. Однако уже в 1753 королю пришлось уступить требованиям передовой общест­венности и отменить запрет на ее выпуск. После публикации в 7-м т. статьи Даламбера, резко критико­вавшей католич. духовенство, травля Э. возобновилась. Одна­ко, несмотря на все препоны, к 1780 издание Энциклопедии бы­ло завершено. Она оказала огром­ное влияние на дальнейшее разви­тие передовой филос. и обществ.-политич. мысли не только во Фран­ции, но и в др. странах.

ЭНШЛЕН Шарль (1901-1944) - франц. историк-марксист, член ФКП, участник движения Сопро­тивления. В его гл. соч. „Проис­хождение религии (1935) пока­зана реакц. роль религии, обус­ловленность религ. верований формами обществ, производства, дан критич. обзор таких концеп­ций происхождения и развития религии, как теории Тэйлора, Дюркгейма, Фрейда, „прамонотеизма и т. д. Э. дает описание конкр. форм религии от тотемиз­ма до христианства. Книга напи­сана с боевых марксист. позиций.

ЭОЛ - бог ветров в др.-греч. ми­фологии. Образ Э. прошел опре­деленную эволюцию от олицетво­рения ветра как природной стихии до образа мифич. родоначальника греч. племени эолян.

ЭОС - богиня утренней зари в др.-греч. мифологии, сестра Гелиоса и Селены, мать 4 ветров и всех звезд. Э. изображалась крылатой женщиной в венке из солнечных лучей. Ее колесница, запряженная крылатыми конями, появляется утром на востоке, возвещая при­ход Гелиоса. Э. соответствует римск. Авроре.

ЭПИКУР (341-270 до н. э.) - др.-греч. мыслитель, занимавший материалистич. позиции, подвер­гавший критике мн. религ. пред­ставления своего времени. Призна­вая существование богов, отрицал их вмешательство в реальную жизнь. Стремился к преодолению „страха перед богами и суеверий. Развивал атомистич. учение Лев-киппа и Демокрита. В противопо­ложность пессимистич. взглядам на жизнь выдвинул учение о „ра­зумном наслаждении , к-рое по­служило поводом для нападок на него идеалистов и теологов, иска­жавших его этич. представления. К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая Э., писали, что „от него ведет свое начало атеизм рим­лян (т. 3, с. 127).

ЭПИТИМИЯ - то же, что Епи­тимья.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (1469-1536) - гуманист, представитель т. н. северного Воз­рождения. Ставил целью соединить возрожденческую античность и ран­нее христианство. В религ. форме проповедовал светские ценности: свободу личности, веротерпимость, уважение к разуму, знаниям и дос­тоинству человека. Критиковал церковь, монашество и схоласти­ку. Не принял Реформации; лютеровскому учению о предопределе­нии противопоставил идею свобо­ды воли человека. Прокомменти­ровал Новый завет, что способст­вовало развитию науч. критики „св. писания . Наиболее известное произведение - „Похвала Глупо­сти (1509).

ЭРИНИИ - в др.-греч. мифоло­гии - богини мщения, кары и про­клятия,   родившиеся   из   крови Урана: Алекто (неустанная), Тисифона (мстящая за убийство) и Мегера (завистница). С укреп­лением гос-ва и отживанием кров­ной мести Э. превращаются в оли­цетворение мук совести преступ­ника. Покаяние и религ. очище­ние могли освободить преступ­ника от преследований Э. Из богинь мести Э. превращаются в богинь-благодетельниц - Эв­менид.

ЭРИУГЕНА, Иоанн Скот Эригена (ок. 810 - ок. 877) - неоплато­ник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходи­мость разумного истолкования „св. писания , считал, что непости­жимый бог открывается для по­знания в своих творениях. Э. при­знавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к „чистейшему созерца­нию первообраза , т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осужде­ны католич. церковью. Осн. труд -„О разделении природы .

ЭРЛИК-ХАН, Эрлэн-хан - персо­наж шаман, мифологии тюрк, и монг. народов Сибири и Центр. Азии: хозяин подземного мира, судья человеч. душ. В мифоло­гии бурят Э.-х. - владыка 99 тем­ниц и 9 присутственных мест, где он держит души умерших. Считается, что души черных ша­манов проходят здесь подготовку к посвящению.

ЭРН Владимир Францевич (1881 — 1917) —рус. религ. философ. Науч. социализму противопоставил христ. социализм, к-рый, с его т. зр., можно построить на основе совершенствования церк.-религ. общины. В этой связи Э. особое внимание уделял разработке сла­вянофильского принципа соборно­сти, экуменич. воззрений В. Со­ловьева, учения о логосе С. Тру­бецкого.

ЭРОТ (греч. Eros) - в др.-греч. мифологии - бог любви, вначале имевший космогонич. черты, на­ряду с Хаосом, Геей (Землей), Тартаром. В др.-римск. пантеоне Э.   соответствовал   Амур   (лат. amor - любовь), или Купидон (лат. cupido - вожделение).

ЭСКУЛАП - в рим. мифологии бог врачевания, соответствует др.-греч. Асклепию.

ЭССЕНЫ, ессеи — иуд. секта, све­дения о к-рой сохранились у пи­сателей I в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Алек­сандрийского. Э. образовывали общины, в к-рых, как правило, отсутствовала частная собствен­ность, осуждалось рабство, обяза­тельным был физич. труд, в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что Э. жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег („Естеств. история , V, 17, 73). Общины Э. носили замкнутый характер, по­пасть в них было трудно. Э. при­нимали активное участие н анти-римск. восстании в Иудее 6 - 73, за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергали пленных Э. жестоким пыткам („Иуд. война , II, 8, 2-13). Большинство сов. ученых причисляют к Э. чле­нов кумранской общины (кумранитов).

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. éschatos - последний, logos - учение) - ре­лиг. учение о конечных судьбах мира и человека. Э. уходит своими корнями в др. представления о возникновении и гибели универ­сума, о скрытой борьбе в природе доброго и злого начал, сил света и тьмы. В развитой форме Э. при­суща иудаизму, христианству, ис­ламу. На христ. Э. оказали влия­ние зороастризм, др.-егип. религия и особенно мессианизм иудаизма. Гл. содержание христ. Э. сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, страшном суде. Схожие сюжеты получили отражение в Э. ислама. В совр. условиях Э. стала одной из ведущих тем религ. фу­турологии (К. Ранер, Ю. Мольтман, В. Панненберг, Г. Ваганян). Теоло­ги модернизируют религ. учение (концепции „инструментальности , „несамостоятельности исто­рии, ее „преодоления ), используя идеи бурж. прогностики об огра­ниченности историч. прогресса, „пределах роста цивилизации, не­избежности грядущих демографич., экологич. катастроф.

ЭТИКА ХРИСТИАНСКАЯ - уче­ние о морали, к-рое основывается на нравств. идеалах Библии, гл. обр. Нового завета. Осн. направле­ния христианства сходятся на при­знании Нагорной проповеди, 3 „св. добродетелей - веры, на­дежды, любви, отречения от мира, идей греха и искупления, в приня­тии страдания как средства очище­ния, возвышения духа над плотью, в проповеди смирения, непротив­ления злу, всепрощения и т. д. Гл. этич. заповедь - христ. любовь, из к-рой выводятся все другие. Тео­логи пытаются возвысить Э. х. как совершенное учение, противостоя­щее всем предшествующим уче­ниям. Осн. идеи Э. х. можно, од­нако, найти в религиях и филос. учениях др. мира (напр., у Плато­на — отношение к миру как к не­истинному, первенство духовного перед материальным, бессмертие души, идеал аскетизма, у стои­ков - отношение к страданиям, покорность судьбе, следование долгу, подавление страстей и мн. другое). Однако Э. х. нельзя счи­тать прямым заимствованием. Моральные оценки, близкие к христианским, стихийно рожда­лись в среде низов Римск. импе­рии еще до возникновения хрис­тианства. Из этого источника воз­ник образ Христа - учителя, страдальца, утешителя, а также и сама Э. х. Она появилась как спо­соб морально-психологич. защиты угнетенных; она рождена их сла­бостью и бессилием. За мн. века господства Э. х. наложила замет­ный отпечаток на быт, культуру, нравы т. н. христ. народов, но не смогла осуществить ни одной из поставленных целей и в наст. вр. переживает острый кризис. По­пытки оживить ее путем восста­новления первонач. революц.-демократич. духа христианства {.„теология революции и т. п.), сближения с идеалами комму­низма и даже отказа от идеи сверхъестеств. мира и божества („безрелиг. христианство , „тео­логия мертвого бога ) безуспеш­ны в силу ее внутр. несостоятель­ности перед сложными проблема­ми совр. мира.

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. В наст. вр. большинство этносов не обнаруживает тесной связи с к.-л. конкр. религией. Вместе с тем иногда какая-то часть народа бывает сопряжена с определенной конфессией. В др. случаях с какой-нибудь конфес­сией тесно сопряжена компактная группа этносов. Общности, обра­зуемые в результате таких сопря­жений, обычно именуют Э. г. Наиболее распространен 1-й тип сопряжения (конфессия - часть народа). К этой разновидности Э. г. (можно их назвать субэтно-конфессиональными), впрочем, могут быть причислены далеко не все конфес. группы внутри этно­сов. Лишь когда эти группы при­обретают особые, только им при­сущие этнич. свойства, мы можем с достаточным основанием считать их Э. г. Механизм сложения Э. г. таков: с одной стороны, этнич. явления, свойства в течение длит, времени взаимодействия впитыва­ются культом, „конфессионизируются , с др. стороны, отд. ком­поненты культового комплекса, проникая в нац. формы обществ, жизни, приобретают характер этнич. явлений, „этнизируются”. В качестве примеров субэтноконфес. групп можно назвать болгаро-магометан (помаков) в Болга­рии, вальденсов в Италии, арабов-мандейцев в Ираке, арабов-нусайритов в Сирии, арабов-друзов в Сирии и Ливане, курдов-йезидов в ряде стран Юго-Зап. Азии, зороастрийцев-гебров в Иране, панджабцев-мусульман, панджаб­цев-сикхов и панджабцев-индуистов в Пакистане и Индии, бенгаль­цев-мусульман, бенгальцев-индуистов в Бангладеш и Индии, ара-канцев в Бирме, коптов в Египте, меннонитов в Канаде и США, мормонов в США и т. д. В дореволюц. России субэтноконфес. груп­пами являлись разные толки ста­рообрядцев и молокан среди рус­ских, аджарцы и ингилойцы в составе груз, народа, хемшмны сре­ди армян, йезиды в числе курдов, кряшены и нагайбаки среди татар, меннониты в составе немецкоязыч. населения, сету среди эстонцев и латгальцы среди латышей. С паде­нием влияния религии в нашей стране эти группы постоянно де-конфессионализируются. Нек-рые субэтноконфес. группы (напр., панджабцы-мусульмане, панджаб­цы-сикхи и панджабцы-индуисты) имеют тенденцию превращения в отд. этносы. Э. г., сложившихся в результате сопряжения 2-го типа (можно назвать их метаэтноконфессиональными), в наст. вр. срав­нительно немного. Наиболее яркие примеры общностей такого рода можно наблюдать на Филиппинах, где все население распадается на христ. народы юга (моро) и пле­мена глубинных районов, среди к-рых преобладают различные трациц. культы.

ЭТНОС И РЕЛИГИЯ. Термин „этнос обозначает народ как специфич. вид соц. общности, к-рая сложилась в условиях территор. и соц.-экономич. единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этнич. самосознание, включающее и пред­ставление об общем происхожде­нии. Одинаковая вероисповедная принадлежность - не обязательно признак этнич. общности. Как пра­вило, этнич. связи прочнее конфес­сиональных. Большинство круп­ных религ. общностей охватывает разные народы. Это и мир. рели­гии (христианство, ислам, буд­дизм), и т. н. народностно-национальные (напр., индуизм, проник­ший за пределы Индии). При этом принадлежность к одной и той же религии не стерла различия между народами. В наст. вр. среди мн. на­родов, особенно в СССР, большин­ство неверующих, тем не менее этносы не только сохраняются, но и происходит процесс их дальней­шей консолидации.

„ЭУХЕМЕР („Euhemer - по име­ни др.-греч. философа-материали­ста) - ежекварт. журнал Польск. об-ва религиоведения, издается с 1957 в Варшаве на польск. языке. Печатает научные статьи по теоре­тическим проблемам религиоведе­ния, истории религий мира, исто­рии свободомыслия и атеизма, по социологии и психологии рели­гии.

ЭФЕССКИЕ СОБОРЫ см. Вселенские соборы.

ЭЧМИАДЗИН - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно-григориан. церк­ви. В нем расположены резидсн ция патриарха-католикоса, патри­арший кафедральный собор (по­строен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. уч­реждений. Здесь же издается жур­нал католикосата „Эчмиадзин”, происходят церк. соборы. Назва­ние „Э. (букв. - здесь сошел единородный сын) связано с церк. мифом, согласно к-рому первый армян, епископ Григор Просвети­тель „увидел , как Христос явил­ся в г. Вагаршапате (ныне - Э.) и указал золотым молотом место для постройки первого в Армении христ. храма. Эчмиадзин. храм ох­раняется гос-вом как памятник архитектуры.

ЭШМУН - бог-врачеватель в фи­ник, религии. Греки отождествля­ли его с Асклепием.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Словарь Атеиста:

ПРЫ - ПЯТ

ПРЫГУНЫ (духовные христиане-прыгуны, максимисты) одно из экстатич. и эсхатологии, направле­ний в молоканстве (см. Молока­не) . Возникновение секты, относя­щееся к 40-м гг. 19 в...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...