Учения
В русле коммунистической традиции
Известно, что во времена господства религии в обществе народные движения против угнетателей выступали главным образом в религиозной форме. Но плодотворной для развития коммунистической традиции была отнюдь не эта форма, вырабатывание идей реального социального равенства (но не равенства всех людей в грехе, как учило христианство), построения справедливого общества в земной жизни. В русле коммунистической традиции, например, находится Томас Мюнцер, возглавивший в 1525 г. крестьянскую войну в Германии, Энгельс отмечал, что его политическая программа была близка к коммунизму. И Энгельс ценил в деятельности Мюнцера отнюдь не христианскую фразеологию , которой тот прикрывал свои революционные идеи, а его стремление установить общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности: Добавить комментарий
Мировоззренческая позиция и самоназвания
Как известно, любая партия или организация опирается на идейные и мировоззренческие традиции, выработанные её основателями и их последователями. Естественно, что следование традиции далеко не всегда означает консервацию первоначального комплекса идей и методов исторически сложившейся практической деятельности. Догматическое следование традиции скорее всего относится к религиозным организациям, хотя и в них происходят изменения, нередко даже кажущиеся радикальными. Например, в ХХ в. за рубежом появились такие варианты христианского богословия, как секулярная теология , политическая теология , безрелигиозное христианство , теология освобождения и др Гонения на просвещение и науку
Представители современной православной церкви пытаются скрыть реакционную деятельность этой церкви в прошлом и ее борьбу с просвещением и наукой. Они утверждают, что гонение на просвещение и науку в России, если оно и было, то носило случайный характер, и что церковь никогда не отрицала необходимости и пользы просвещения и науки. Профессор Московской духовной академии А. Иванов во время встречи в 1956 г. с представителями церкви США в своем докладе «Христианская вера и современная наука» уверял, что и вера, и наука — каждая имеет свою особую область и не мешает одна другой Разжигание национальной и религиозной нетерпимости
Представители современной православной церкви, осуждая расовую дискриминацию, стараются уверить, что расистская идеология враждебна христианству и что «любая форма сегрегации, основывающаяся на различии расы, цвета кожи или народности, противоречит Евангелию и несовместима с христианским учением о человеке». В подтверждение они ссылаются на Ветхий и Новый заветы и на свидетельства отцов церкви. Уже в так называемой библейской таблице народов (10-я глава книги Бытия), уверяют они, есть «глубочайший смысл — исповедание единства и братства всего человечества». Ветхозаветное учение о равенстве людей, по их словам, нашло свое завершение в Евангелии, в словах апостола Павла, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа». Представители современной православной церкви стараются доказать, будто не только христианство вообще, но и православие в частности неизменно выступало против неравенства народов, против признания отдельных народов неполноценными, так как такое учение, по их словам, нарушало бы главную заповедь Христа о любви к людям, разрушало бы дело спасания, ради которого учреждена церковь Отлучение и анафема
Отлучение от церкви как церковное наказание в средние века часто применялось католической церковью. Отлучение (интердикт) налагалось главой католической церкви на целые области и государства, правители которых не желали подчиняться произволу папских сборщиков или отказывались признать папу «главой всего мира». В областях, попавших под интердикт, закрывались церкви, не совершались церковные обряды, жители освобождались от присяги своим правителям. Православная церковь практиковала отлучение довольно широко, в зависимости от характера и суровости его последствий, оно называлось еще «анафемой», «извержением», «неблагословением», «клятвой». Православная церковь также применяла отлучение не только к отдельным лицам, но и к целым городам и областям |