Конец науки
Атеистическое движение - Бога нет? |
Есть ли у науки будущее? О социальном статусе науки в культуре, о роли техногенной цивилизации и о том, ожидает ли нас конец века науки, член-корреспондент Российской Академии наук Леонид Пономарев и академик Вячеслав Степин.
Позиции:
Пономарев:
· Предмет разговора (определение: что такое наука?).
· Особенности науки (индукция; критерий истины; объективность).
· Точные науки (уточнение понятия наука ).
· Ученые (численность, состав, динамика).
· Как наука изменила мир (в материальной сфере; в сфере интеллектуальной и духовной).
· Границы научного метода (признаки завершения цикла развития: предел популяции ученых, предел размеров физических установок, исчезновение космических амбиций, упадок общественного интереса).
· Причины упадка (истоки науки, фон взрывного роста, конец парадигмы экспоненциального развития).
· Будущее науки (что от нее останется; ее роль в будущем, ответственность ученых, важность популяризации науки).
· Главное открытие 20 в. - открытие ядерной энергии, его можно сравнить только с открытием огня.
Степин:
· О конце фундаментальной науки не может быть и речи, поскольку без фундаментальных исследований невозможны прикладные.
· Происходит изменение социального статуса науки в культуре.
· Происходит изменение ценностного базиса техногенной цивилизации.
Материалы к программе:
Из книги Пономарева Под знаком кванта »
Теперь мы понимаем, что вопросы о полноте физических знаний и о сущности явлений лежат вне физики и не могут быть разрешены ее средствами. Физика изучает только законы, по которым эти явления происходят. И в этом смысле она точно следует теории теней [Платона] .
Наука не приспособлена для ответов на вопросы о смысле жизни - у нее более скромные задачи. В ослеплении успехами точных наук об этом часто забывают и упускают из виду ту простую возможность, что будущим поколениям людей наш рационализм и вера в науку будут столь же смешны, не непонятны, как для нас обряды египетских жрецов: безгранично лишь само познание, а не его исторические формы .
Одним словом, наука - это полезно и даже необходимо, но нельзя обращать нужду в добродетель и подчинять ей все только на том основании, что сегодня без науки представить себе жизнь невозможно .
Никто не может говорить о будущем науки без риска впасть в наивность или преувеличение... Несомненно, что научный способ мышления - лишь одна из способностей человеческого сознания, которая, однако, до сих пор себя не исчерпала. Вполне вероятно, что в дальнейшем человек откроет новые способы познания окружающего мира и на этой основе лучше поймет свое место в нем. Но это новое, более совершенное знание почти, наверное, будет включать в себя как составную часть все главные достижения науки .
Главным новшеством может стать, по мнению Пономарева, интуиция.
Быть может, в дальнейшем интуиция из инструмента научного предвидения станет орудием научного доказательства... Если это в действительности удастся, то сами собой отпадут вопросы о неоднозначности научных понятий и вообще весь громоздкий аппарат логики. Последствия такой революции в мышлении предсказать невозможно .
Но как бы ни развивалось человечество, оно всегда с удивлением будет обращаться мыслью в наш бурный и стремительный век науки, точно так же как мы теперь вспоминаем эпоху Возрождения и времена античных мудрецов .
Из книги Степина Теоретическое знание
...Само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста .
Эти границы связаны с тремя группами глобальных проблем:
- Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения, что само является побочным эффектом научно-технического прогресса.
- Нарастание экологического кризиса. Два аспекта человеческого существования, как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение .
- Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения - современный антропологический кризис .
В понятие антропологического кризиса входят:
- одномерный человек как продукт массовой культуры;
- постоянно меняющийся мир обрывает корни и традиции, атомизирует индивида на фоне массовой коммуникации;
- стресс, непосильные массивы информации, канцерогены, накопление вредных мутаций.
- Развитие медицины вкупе с устранением механизма естественного отбора вызывает опасность резкого ухудшения генофонда человечества;
- Генетическая инженерия чревата тем, что совершенствование биологической природы человека может стать реалиями политической борьбы и амбициозных устремлений.
Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности
Представляется, что наука будущего, по крайней мере ближайшего, скорее всего должна сочетать дисциплинарные и междисциплинарные исследования... Их прямые и обратные связи могут стать гораздо более интенсивными, а границы между ними менее жесткими. Следовательно, общая научная картина мира все более отчетливо будет осознаваться в качестве глобальной исследовательской программы и необходимого горизонта систематизации знаний .
Возможно объединение естественных и гуманитарных наук - на основе принципов глобального эволюционизма, которые имманентно включают установку на объективное изучение саморазвивающихся объектов. Соотнесение развития таких объектов с проблематикой места человека, учет включенности человека и его действий в функционирование подавляющего большинства исторически развивающихся систем, освоенных в человеческой деятельности, привносит в научное знание новый, гуманистический смысл .
...Устанавливается новое отношение человека с природой - отношение не монолога, а диалога. Ранее эти аспекты были характерны для гуманитарного знания. Теперь через общенаучную картину мира они проникают в самые различные области, становятся приоритетными принципами анализа .
Открытый характер современной научной картины мира обнаруживает ее удивительную соразмерность не только принципам философии русского космизма, но и многим мировоззренческим идеям, выработанным в традиционных восточных культурах .
Это следующие идеи:
- мир как единый организм;
- идеал гармонии человека и природы;
- идея небытия (она по-своему проявляется в теории синергетики);
- взаимосвязь нравственности и истины.
(Т.е. Степин больший оптимист, чем Пономарев, но оба сходятся в том, что наука не столько исчезнет, сколько серьезно изменится.)
Читайте: |
---|