Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Бога нет? Конец науки


Конец науки

Атеистическое движение - Бога нет?

конец науки

Есть ли у науки будущее? О социальном статусе науки в культуре, о роли техногенной цивилизации и о том, ожидает ли нас конец века науки, член-корреспондент Российской Академии наук Леонид Пономарев и академик Вячеслав Степин.

Позиции:

Пономарев:

· Предмет разговора (определение: что такое наука?).

· Особенности науки (индукция; критерий истины; объективность).

· Точные науки (уточнение понятия наука ).

· Ученые (численность, состав, динамика).

· Как наука изменила мир (в материальной сфере; в сфере интеллектуальной и духовной).

· Границы научного метода (признаки завершения цикла развития: предел популяции ученых, предел размеров физических установок, исчезновение космических амбиций, упадок общественного интереса).

· Причины упадка (истоки науки, фон взрывного роста, конец парадигмы экспоненциального развития).

· Будущее науки (что от нее останется; ее роль в будущем, ответственность ученых, важность популяризации науки).

· Главное открытие 20 в. - открытие ядерной энергии, его можно сравнить только с открытием огня.

Степин:

· О конце фундаментальной науки не может быть и речи, поскольку без фундаментальных исследований невозможны прикладные.

· Происходит изменение социального статуса науки в культуре.

· Происходит изменение ценностного базиса техногенной цивилизации.

Материалы к программе:

Из книги Пономарева Под знаком кванта »

Теперь мы понимаем, что вопросы о полноте физических знаний и о сущности явлений лежат вне физики и не могут быть разрешены ее средствами. Физика изучает только законы, по которым эти явления происходят. И в этом смысле она точно следует теории теней [Платона] .

Наука не приспособлена для ответов на вопросы о смысле жизни - у нее более скромные задачи. В ослеплении успехами точных наук об этом часто забывают и упускают из виду ту простую возможность, что будущим поколениям людей наш рационализм и вера в науку будут столь же смешны, не непонятны, как для нас обряды египетских жрецов: безгранично лишь само познание, а не его исторические формы .

Одним словом, наука - это полезно и даже необходимо, но нельзя обращать нужду в добродетель и подчинять ей все только на том основании, что сегодня без науки представить себе жизнь невозможно .

Никто не может говорить о будущем науки без риска впасть в наивность или преувеличение... Несомненно, что научный способ мышления - лишь одна из способностей человеческого сознания, которая, однако, до сих пор себя не исчерпала. Вполне вероятно, что в дальнейшем человек откроет новые способы познания окружающего мира и на этой основе лучше поймет свое место в нем. Но это новое, более совершенное знание почти, наверное, будет включать в себя как составную часть все главные достижения науки .

Главным новшеством может стать, по мнению Пономарева, интуиция.

Быть может, в дальнейшем интуиция из инструмента научного предвидения станет орудием научного доказательства... Если это в действительности удастся, то сами собой отпадут вопросы о неоднозначности научных понятий и вообще весь громоздкий аппарат логики. Последствия такой революции в мышлении предсказать невозможно .

Но как бы ни развивалось человечество, оно всегда с удивлением будет обращаться мыслью в наш бурный и стремительный век науки, точно так же как мы теперь вспоминаем эпоху Возрождения и времена античных мудрецов .

Из книги Степина Теоретическое знание

...Само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста .

Эти границы связаны с тремя группами глобальных проблем:

- Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения, что само является побочным эффектом научно-технического прогресса.

- Нарастание экологического кризиса. Два аспекта человеческого существования, как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение .

- Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения - современный антропологический кризис .

В понятие антропологического кризиса входят:

- одномерный человек как продукт массовой культуры;

- постоянно меняющийся мир обрывает корни и традиции, атомизирует индивида на фоне массовой коммуникации;

- стресс, непосильные массивы информации, канцерогены, накопление вредных мутаций.

- Развитие медицины вкупе с устранением механизма естественного отбора вызывает опасность резкого ухудшения генофонда человечества;

- Генетическая инженерия чревата тем, что совершенствование биологической природы человека может стать реалиями политической борьбы и амбициозных устремлений.

Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности

Представляется, что наука будущего, по крайней мере ближайшего, скорее всего должна сочетать дисциплинарные и междисциплинарные исследования... Их прямые и обратные связи могут стать гораздо более интенсивными, а границы между ними менее жесткими. Следовательно, общая научная картина мира все более отчетливо будет осознаваться в качестве глобальной исследовательской программы и необходимого горизонта систематизации знаний .

Возможно объединение естественных и гуманитарных наук - на основе принципов глобального эволюционизма, которые имманентно включают установку на объективное изучение саморазвивающихся объектов. Соотнесение развития таких объектов с проблематикой места человека, учет включенности человека и его действий в функционирование подавляющего большинства исторически развивающихся систем, освоенных в человеческой деятельности, привносит в научное знание новый, гуманистический смысл .

...Устанавливается новое отношение человека с природой - отношение не монолога, а диалога. Ранее эти аспекты были характерны для гуманитарного знания. Теперь через общенаучную картину мира они проникают в самые различные области, становятся приоритетными принципами анализа .

Открытый характер современной научной картины мира обнаруживает ее удивительную соразмерность не только принципам философии русского космизма, но и многим мировоззренческим идеям, выработанным в традиционных восточных культурах .

Это следующие идеи:

- мир как единый организм;

- идеал гармонии человека и природы;

- идея небытия (она по-своему проявляется в теории синергетики);

- взаимосвязь нравственности и истины.

(Т.е. Степин больший оптимист, чем Пономарев, но оба сходятся в том, что наука не столько исчезнет, сколько серьезно изменится.)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Словарь Атеиста:

ДРЕ – ДЯД

ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, круп­нейший специалист по истории ран­него христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. до­казал неисторичность еванг. персо­нажей (Христа, Марии, Петра и др...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...