ЦАГ - ЦИС
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЦАГАН-САРА-ХУРАЛ (монг., букв. — „молебствие белому месяцу ) , цагалган - один из наиболее соблюдаемых до наст. вр. праздников ламаизма. Приурочивается к началу нового года по лунному календарю. Состоит из серии обрядов, посвященных якобы .двенадцати чудесам Будды , но имеющих явно шаманист, происхождение. Переиначенные на ламаистский лад, шаманские приемы борьбы со злыми духами должны, по уверению лам, помочь уничтожению „врагов буддизма .
ЦАДИК (др.-евр. — святой, праведник) — в хасидизме - главапаствы. Ц., по учению хасидизма — праведный заступник перед богом, ему открыта „книга судеб , он чудотворец и ясновидец. Ц. появились в 18 в. и существуют поныне в США и Израиле.
ЦАЙ ЮАНЬ-ПЭЙ (Дай Хаоцин, 1868-1940) - кит. педагог, ученый и политич. деятель, участник революц.-демократич. движения. Будучи министром просвещения Временного правительства Китайской республики в 1912—1913, он отбросил монархич. принципы воспитания (верность императору и почитание Конфуция) как несовместимые с республикан. формой правления и свободой вероисповедания. Призывал заменить религ. культы культом прекрасного, а воспитание народа, основанное на конфуцианстве, военным образованием, производств, обучением и нравств. воспитанием в духе свободы, равенства и братства.
ЦАМ — праздник в ламаизме, во время к-рого ламы и бродячие актеры в масках и костюмах, изображающих будд, божества, в сопровождении музыки пляшут и символически сжигают „злого духа .
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, царство божье (божие) — согласно вероучению нек-рых религ. направлений - всеобщие счастье и радость, которые наступят якобы после страшного суда. В представлениях о Ц. н. отразились вековые мечты эксплуатируемых масс о справедливом обществ, устройстве. Не видя реальных средств избавления от непосильного гнета, они обращали свои взоры на небо, ожидая оттуда избавителя, с приходом к-рого все изменится: воскреснут все мертвые и вместе с живыми явятся на суд, где каждый получит по заслугам — грешники будут осуждены на вечные муки в аду (по христ. и мусульм. представлениям) или уничтожены (по представлениям иудеев, иеговистов и адвентистов), а праведные войдут в Ц. н., где будут вечно блаженствовать в раю. Учение о Ц. н. всегда использовалось духовенством и светской властью для оправдания эксплуатации трудящихся.
ЦВИНГЛИ Ульрих (1484-1531) - идеолог и вождь швейц. бюргерства эпохи Реформации, основатель цвинглианства - радикального направления в протестантизме. Будучи приходским священником, обнародовал в 1522 67 тезисов, в к-рых изложены принципы Реформации. Цюрихское бюргерство реформировало церковь в духе этих тезисов. Однако против Ц. выступили приверженцы католицизма из лесных кантонов Швейцарии. В битве с ними Ц. погиб.
ЦВИНГЛИАНСТВО - одно из наиболее радикальных направлений бюргерской Реформации, начало к-рому положено Улърихом Цвингли в Цюрихе в 1522. Ц. основательно реформировало католич. церковь: монастыри были закрыты, торговля индульгенциями - запрещена, из храмов были удалены иконы, статуи, кресты, мощи, алтари, органы, колокола. Богослужение было сведено к проповеди, молитве и пению псалмов. Христ. таинства отвергались. Крещение и причащение (евхаристия) рассматривались Ц. как простые символы. Так, крещение символизировало принятие новообращенного в общину, а евхаристия определялась как действие, совершаемое в память о смерти Иисуса Христа, при этом хлеб и вино - лишь символы его тела и крови. В организации церкви Ц. последовательно осуществило принципы самоуправляемости общин, избрания и смещения служителей культа. Ц., однако, не смогло распространить свое влияние на всю Швейцарию. В конечном счете Реформация там пошла по руслу кальвинизма.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - особая форма причинности в живой природе, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, материализмом и религией, идеализмом. Ц. в органич. мире, проявляющаяся в приспособлении структуры, функций живого к условиям среды, в известной направленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой деятельности бога, якобы направляющей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в формировании более совершенных обществ, систем, в целеполагающей деятельности людей, использовалась религ. философией истории для обоснования идеи предопределения. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о причинности показало, что известная направленность процессов в живом выступает в виде общей тенденции как результат его активного взаимодействия со средой. Историч. материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целеполагающей человеч. деятельности, базирующейся на познании объективных законов. „Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека (Ленин В. И., ПСС, т. 29 с. 169).
ЦЕЛЕСТИНЦЫ - члены католич. монаш. ордена, основанного в 1254 (утв. в 1264) в Юж. Италии монахом Петром Мурроне, ставшим впоследствии папой под именем Целестин V (отсюда - Ц.). Орден имел свои монастыри во мн. странах Зап. Европы. В наст. вр. не существует.
ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs - неженатый) - обязат. безбрачие католич. духовенства, установленное папой Григорием VII (1073 — 1085). Практически Ц. утвердился с середины 13 в. Введением Ц. католич. церковь стремилась сохранить свою земельную собственность, не допуская ее раздела между наследниками. Энцикликой „Caelibatus Sacerdotalis („О целибате священников ) 1967 папа Павел VI подтвердил незыблемость Ц. Ц. - одна из причин отказа мн. католич. священников от сана.
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - филос. нравств. проблема, от решения к-рой зависит поведение человека, его жизн. позиция. Понятие Ц. ж., тесно связанное с пониманием смысла жизни, характеризует человека как обществ, существо, развившее в своей трудовой деятельности способность сознат. целеполагания. В эксплуатат. об-ве религия компенсирует несбыточность надежд и жизн. целей подавляющего большинства людей тем, что выносит Ц. ж. за пределы реальной жизни человека и истории, проповедуя учение о трансцендент. характере Ц. ж. Христианство, напр., объявляет Ц. ж. человека спасение, а средством ее достижения - служение богу, смирение и послушание. Ср.-век. теологи колебались между доктриной о полном подчинении средств цели и концепцией, придающей средствам самостоят, этич. значение. Первая провозглашала безразличие цели к средствам, ставила всю совокупность человеч. поступков в зависимость от трансцендент. Ц. ж. Вторая абсолютизировала средства, отделяя их от реальных личных и обществ, целей человека, признавая позволительными только нск-рыс из них и приписывая им статус святости, тогда как другие рассматривались как греховные или безразличные. Оба эти учения фантастически отражают соц. несвободу, формируют жизн. позицию, потворствующую соц. злу. Метафизич. односторонность, абсолютизация роли цели или средств порождаются в религ. концепциях фантастич. пониманием Ц. ж., ее трансцендентностью. Однако деятельность человека не является порывом к внеисторич. эсхатологич. целям. Высш. цели, к к-рым стремится человек, являются отражением тенденций обществ, развития, порождены объективным миром, историей. Каждая историч. эпоха ставит перед людьми реальные Ц. ж., соответствующие уровню и потребностям соц. развития. Критерием решения вопроса о Ц. ж. человека с т. зр. марксист, этики является обществ, прогресс, созидание коммунистич. об-ва, в к-ром „человек - высшее существо для человека (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422) .
ЦЕЛЬС (Келье, 2 в.) - философ.-эклектик платонич. ориентации, один из первых античных критиков христианства, автор антихрист, соч. „Правдивое слово , не дошедшего до нас, в к-ром, по свидетельству цитирующего его Оригена, предпринимается попытка доказать несостоятельность христ. мифологии и теологии, а также продемонстрировать преимущества политеизма. Ц. высмеивает христ. претензии на избранность, указывает на филос. невежество христиан, иронизирует по поводу божественности Христа и его искупит, миссии, осуждает антропоморфизм и аморализм Ветхого завета, подвергает нападкам христ. веру в воплощение и чудеса Христа.
ЦЕНЗУРА ДУХОВНАЯ (от лат. census - оценка) — система надзора за печатными изданиямисо стороны церкви с правом запрещения их выпуска в свет. В Зап. Европе Ц. д. сложилась окончательно в кон. 15 в. В 1496 папа Александр VI издал эдикт, строго запрещавший читать и распространять еретич., с т. зр. церкви, книги. Католич. церковь составляла спец. списки запрещенной лит-ры (см. Индекс запрещенных книг). В России Ц. д. сложилась в 18 в., находилась в ведении Синода. Устав Ц. д. был утвержден в 1828 и действовал без изменения до 1917. Ц. д. - одно из средств, используемых церковью в эксплуатат. об-ве в борьбе с передовой обществ, мыслью.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ - специфич. направленность деятельности личности в связи и в соответствии с определенным вероучением. Будучи опосредованными религ. сознанием, Ц. о. р. л. оказываются существ, образом искаженными. Единственно реальные, земные ценности жизни, значимые для прогресса об-ва и личности, зачастую обесцениваются и объявляются зависимыми от высш. религ. ценностей. В основе Ц. о. р. л. лежит убеждение, что свое высш. и абсолют, выражение ценности имеют в боге, к-рый выступает как совершенные истина, справедливость, добро, красота и т. д. Ценности, на к-рые ориентирована личность, якобы лишь „сопринадлежат миру и проявляются в результате „божеств, самооткровения , а восприятие явлений в качестве ценностей и ориентация на них будто бы изначально присущи личности, человеч. душе, как божеств, творению. В действительности ориентирами верующей личности выступают ложные цели, а реально значимые — недооцениваются. Напр., на вере в личное бессмертие строится понимание смысла жизни, заключающееся в спасении души. Умаляется науч. знание и возвеличивается „богопознание , зачастую прокламируются аскетизм, страдание и даже смерть как необходимые и желанные ценности и ориентиры. Это обстоятель-ство лишает религ. людей активного, сознат. отношения к реальным потребностям об-ва и личности.
ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА - религ.-пропагандистский центр в Великобритании. Основан в 1970 с целью, как говорилось в его программном заявлении, „более глубокого взаимопонимания между народами коммунистического и некоммунистического мира . Однако в действительности центр занимается сбором и распространением тенденц. и клеветнич. материалов, в искаженном виде изображающих положение религии и церкви в соц. странах. С 1973 выпускает журнал „Религия в коммунистических странах , имеющий антикоммунистич. направленность.
ЦЕРЕРА — в римск. мифологии - богиня плодородия и земледелия. В ее честь в Риме был установлен праздник - цереалий, к-рый отмечался весной (19 апреля). Соответствует др.-греч. Деметре.
ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович (1842-1900) - груз, писатель, публицист, лит. критик, обществ, деятель. По своему мировоззрению сторонник механистич. материализма, Ц., отвергая религию, в своих произведениях разоблачал ее реакц. роль. Был сторонником широкого распространения просвещения, в к-ром видел способ преодоления отсталости и нац. замкнутости.
„ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ произведение христ. писателя и епископа г. Кесарии (Палестина) Евсевия Памфила. „Ц. и. состоит из 10 книг, охватывает период от возникновения христианства до 324. Наряду с действит. событиями в ней много вымыслов и легенд. Евсевий защищал ортодокс, направление в христианстве, но пользовался для написания „Ц. и. разными христ. источниками, в т. ч. и апокрифическими.
ЦЕРКОВНАЯ ОБЛАСТЬ - см. Папская область.
ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКОЛА — в дореволюц. России — нач. школа при церк. приходе. В 19 в. создавались одноклассные и двухклассные (2-х и 4-х годичные, с нач. 20 в. они стали соответственно 3-х и 5-годичными). Осн. предметы: закон божий, церк. пение, чтение, письмо, арифметика, в двухкласс, кроме того, давались сведения по истории.
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ - в православии - название низш. служителя церкви: иподьякона, чтеца, певца, посвященного особым обрядом хиротесией - руковозло-жением (этот обряд не относится к таинству священства).
ЦЕРКОВЬ (греч. kyriaké, букв. - божий дом) — тип религ. орг-ции, возникший в определенных историч. условиях как средство упорядочения отношений внутри объединения религ. и связей объединения со светскими группами и орг-циями. Конституирующими Ц. элементами являются: общее вероучение (символ веры), религ. деятельность (культовая и внекультовая), церк. институт - система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих. В Ц. действует определенная система норм (религ. морали, канонич. права и пр.), ценностей, образцов и санкций. Во мн. Ц. члены делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организац. структуре. Осуществляется авторитарное централизованно-иерархич. правление (см. Иерархия церковная). Ц. разделяет судьбы религии. Вместе с отмиранием религии будет отмирать и Ц. Термином „Ц. обозначается также христ. культовое здание, имеющее алтарь и помещения для богослужения.
ЦЗОНКАБА, Цзонхава, Дзонхава (1357-1419) - тибет. религ. деятель, основатель будд, секты „желтошапочников (школы гэлукба - „благой закон ) в Тибете, составившей в буддизме направление, известное под названием ламаизма. Ц. совместил учения сутр и тантр и обосновал „ступени пути (ламрим) „просветления (бодхи) в зависимости от уровня развития интеллекта. В 1409 Ц. основал ламаист, монастырь Галдан, в к-ром установил сложную систему церк. иерархии и ввел пышное богослужение.
ЦЗУЛАЙН-ХУРАЛ, цзул-хурал (монг., букв. - „собрание с лампами ) - богослужение в ламаизме в честь основателя этой ветви буддизма Цзонкабы. В храмах при свете свечей и лампад верующие каются в дурном обращении с домашними животными, что является тяжелым грехом, вызывающим якобы новые неблагоприятные перерождения. Ц.-х. связан с представлением о том, что в домашних животных могли переродиться родственники верующего.
ЦИРКУМЦЕЛЛИОНЫ - см. Агонистики.
ЦИСТЕРЦИАНЦЫ (от лат. названия села Сито близ Дижона — Cistercium) - члены католич. мо-наш. ордена, основанного бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 и возглавленного в 1115 Бернаром Клервоским. В 12— 13 вв. мужские и женские монастыри Ц. были богаты, влиятельны и многочисленны (к 1300 существовало 700 монастырей Ц. во мн. странах). С 14 в. конгрегация Ц. приходит в упадок. Из Ц. выделились бернардинцы и трапписты. В наст. вр. насчитывается немногим более 3 тыс. Ц.
Читайте: |
---|