Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЦАГ - ЦИС

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЦАГАН-САРА-ХУРАЛ (монг., букв. — „молебствие белому меся­цу ) , цагалган - один из наиболее соблюдаемых до наст. вр. празд­ников ламаизма. Приурочивается к началу нового года по лунно­му календарю. Состоит из серии обрядов, посвященных якобы .двенадцати чудесам Будды , но имеющих явно шаманист, про­исхождение. Переиначенные на ла­маистский лад, шаманские при­емы борьбы со злыми духами должны, по уверению лам, по­мочь уничтожению „врагов буд­дизма .

ЦАДИК (др.-евр. — святой, пра­ведник) — в хасидизме - главапаствы. Ц., по учению хасидизма — праведный заступник перед богом, ему открыта „книга судеб , он чудотворец и ясновидец. Ц. появи­лись в 18 в. и существуют поныне в США и Израиле.

ЦАЙ ЮАНЬ-ПЭЙ (Дай Хаоцин, 1868-1940) - кит. педагог, уче­ный и политич. деятель, участник революц.-демократич. движения. Будучи министром просвещения Временного правительства Китай­ской республики в 1912—1913, он отбросил монархич. принципы воспитания (верность императору и почитание Конфуция) как несов­местимые с республикан. формой правления и свободой вероиспове­дания. Призывал заменить религ. культы культом прекрасного, а воспитание народа, основан­ное на конфуцианстве, военным образованием, производств, обу­чением и нравств. воспитанием в духе свободы, равенства и брат­ства.

ЦАМ — праздник в ламаизме, во время к-рого ламы и бродячие актеры в масках и костюмах, изображающих будд, божества, в сопровождении музыки пляшут и символически сжигают „злого духа .

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, царство божье (божие) — согласно веро­учению нек-рых религ. направле­ний - всеобщие счастье и радость, которые наступят якобы после страшного суда. В представлениях о Ц. н. отразились вековые мечты эксплуатируемых масс о справед­ливом обществ, устройстве. Не ви­дя реальных средств избавления от непосильного гнета, они обра­щали свои взоры на небо, ожидая оттуда избавителя, с приходом к-рого все изменится: воскреснут все мертвые и вместе с живыми явятся на суд, где каждый полу­чит по заслугам — грешники будут осуждены на вечные муки в аду (по христ. и мусульм. представле­ниям) или уничтожены (по пред­ставлениям иудеев, иеговистов и адвентистов), а праведные войдут в Ц. н., где будут вечно блаженст­вовать в раю. Учение о Ц. н. всегда использовалось духовенством и светской властью для оправдания эксплуатации трудящихся.

ЦВИНГЛИ Ульрих (1484-1531) - идеолог и вождь швейц. бюргер­ства эпохи Реформации, основа­тель цвинглианства - радикально­го направления в протестантизме. Будучи приходским священни­ком, обнародовал в 1522 67 те­зисов, в к-рых изложены принци­пы Реформации. Цюрихское бюр­герство реформировало церковь в духе этих тезисов. Однако про­тив Ц. выступили приверженцы католицизма из лесных кантонов Швейцарии. В битве с ними Ц. погиб.

ЦВИНГЛИАНСТВО - одно из на­иболее радикальных направлений бюргерской Реформации, начало к-рому положено Улърихом Цвингли в Цюрихе в 1522. Ц. основа­тельно реформировало католич. церковь: монастыри были закры­ты, торговля индульгенциями - запрещена, из храмов были удале­ны иконы, статуи, кресты, мощи, алтари, органы, колокола. Бого­служение было сведено к пропове­ди, молитве и пению псалмов. Христ. таинства отвергались. Кре­щение и причащение (евхаристия) рассматривались Ц. как простые символы. Так, крещение символи­зировало принятие новообращен­ного в общину, а евхаристия опре­делялась как действие, совершае­мое в память о смерти Иисуса Христа, при этом хлеб и вино - лишь символы его тела и крови. В организации церкви Ц. после­довательно осуществило принци­пы самоуправляемости общин, избрания и смещения служителей культа. Ц., однако, не смогло распространить свое влияние на всю Швейцарию. В конечном счете Реформация там пошла по руслу кальвинизма.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - особая форма причинности в живой при­роде, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, ма­териализмом и религией, идеализ­мом. Ц. в органич. мире, прояв­ляющаяся в приспособлении струк­туры, функций живого к усло­виям среды, в известной направ­ленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой дея­тельности бога, якобы направляю­щей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в фор­мировании более совершенных об­ществ, систем, в целеполагающей деятельности людей, использова­лась религ. философией истории для обоснования идеи предопре­деления. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о при­чинности показало, что известная направленность процессов в жи­вом выступает в виде общей тен­денции как результат его актив­ного взаимодействия со средой. Историч. материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целепола­гающей человеч. деятельности, ба­зирующейся на познании объек­тивных законов. „Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности чело­века (Ленин В. И., ПСС, т. 29 с. 169).

ЦЕЛЕСТИНЦЫ - члены католич. монаш. ордена, основанного в 1254 (утв. в 1264) в Юж. Италии мона­хом Петром Мурроне, ставшим впоследствии папой под именем Целестин V (отсюда - Ц.). Орден имел свои монастыри во мн. странах Зап. Европы. В наст. вр. не существует.

ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs - неже­натый) - обязат. безбрачие като­лич. духовенства, установленное папой Григорием VII (1073 — 1085). Практически Ц. утвердился с середины 13 в. Введением Ц. католич. церковь стремилась со­хранить свою земельную собст­венность, не допуская ее раздела между наследниками. Энцикликой „Caelibatus Sacerdotalis („О цели­бате священников ) 1967 папа Павел VI подтвердил незыбле­мость Ц. Ц. - одна из причин отказа мн. католич. священников от сана.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - филос. нравств. проблема, от решения к-рой за­висит поведение человека, его жизн. позиция. Понятие Ц. ж., тесно связанное с пониманием смысла жизни, характеризует че­ловека как обществ, существо, развившее в своей трудовой дея­тельности способность сознат. целеполагания. В эксплуатат. об-ве религия компенсирует несбыточ­ность надежд и жизн. целей подав­ляющего большинства людей тем, что выносит Ц. ж. за пределы реальной жизни человека и исто­рии, проповедуя учение о трансцендент. характере Ц. ж. Христи­анство, напр., объявляет Ц. ж. человека спасение, а средством ее достижения - служение богу, сми­рение и послушание. Ср.-век. тео­логи колебались между доктриной о полном подчинении средств цели и концепцией, придающей средст­вам самостоят, этич. значение. Пер­вая провозглашала безразличие цели к средствам, ставила всю совокупность человеч. поступков в зависимость от трансцендент. Ц. ж. Вторая абсолютизировала средства, отделяя их от реальных личных и обществ, целей человека, признавая позволительными толь­ко нск-рыс из них и приписывая им статус святости, тогда как другие рассматривались как гре­ховные или безразличные. Оба эти учения фантастически отражают соц. несвободу, формируют жизн. позицию, потворствующую соц. злу. Метафизич. односторонность, абсолютизация роли цели или средств порождаются в религ. концепциях фантастич. понима­нием Ц. ж., ее трансцендентностью. Однако деятельность человека не является порывом к внеисторич. эсхатологич. целям. Высш. цели, к к-рым стремится человек, яв­ляются отражением тенденций об­ществ, развития, порождены объ­ективным миром, историей. Каж­дая историч. эпоха ставит перед людьми реальные Ц. ж., соответ­ствующие уровню и потребностям соц. развития. Критерием решения вопроса о Ц. ж. человека с т. зр. марксист, этики является обществ, прогресс, созидание коммунистич. об-ва, в к-ром „человек - высшее существо для человека (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422) .

ЦЕЛЬС (Келье, 2 в.) - философ.-эклектик платонич. ориентации, один из первых античных крити­ков христианства, автор антихрист, соч. „Правдивое слово , не до­шедшего до нас, в к-ром, по сви­детельству цитирующего его Оригена, предпринимается попытка доказать несостоятельность христ. мифологии и теологии, а также продемонстрировать преимущест­ва политеизма. Ц. высмеивает христ. претензии на избранность, указывает на филос. невежество христиан, иронизирует по поводу божественности Христа и его ис­купит, миссии, осуждает антро­поморфизм и аморализм Ветхо­го завета, подвергает нападкам христ. веру в воплощение и чудеса Христа.

ЦЕНЗУРА ДУХОВНАЯ (от лат. census - оценка) — система над­зора   за   печатными   изданиямисо стороны церкви с правом запрещения их выпуска в свет. В Зап. Европе Ц. д. сложилась окончательно в кон. 15 в. В 1496 папа Александр VI издал эдикт, строго запрещавший читать и рас­пространять еретич., с т. зр. цер­кви, книги. Католич. церковь со­ставляла спец. списки запрещен­ной лит-ры (см. Индекс запрещен­ных книг). В России Ц. д. сложи­лась в 18 в., находилась в ведении Синода. Устав Ц. д. был утвержден в 1828 и действовал без изменения до 1917. Ц. д. - одно из средств, используемых церковью в эксплу­атат. об-ве в борьбе с передовой обществ, мыслью.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ   ЛИЧНОСТИ   - специфич. направленность деятель­ности личности в связи и в соот­ветствии с определенным веро­учением. Будучи опосредованны­ми религ. сознанием, Ц. о. р. л. оказываются существ, образом искаженными. Единственно реаль­ные, земные ценности жизни, зна­чимые для прогресса об-ва и лич­ности, зачастую обесцениваются и объявляются зависимыми от высш. религ. ценностей. В основе Ц. о. р. л. лежит убеждение, что свое высш. и абсолют, выражение ценности имеют в боге, к-рый выс­тупает как совершенные истина, справедливость, добро, красота и т. д. Ценности, на к-рые ориен­тирована личность, якобы лишь „сопринадлежат миру и прояв­ляются в результате „божеств, самооткровения , а восприятие явлений в качестве ценностей и ориентация на них будто бы из­начально присущи личности, чело­веч. душе, как божеств, творению. В действительности ориентирами верующей личности выступают ложные цели, а реально значи­мые — недооцениваются. Напр., на вере в личное бессмертие стро­ится понимание смысла жизни, заключающееся в спасении души. Умаляется науч. знание и возве­личивается „богопознание , за­частую прокламируются аскетизм, страдание и даже смерть как не­обходимые и желанные ценно­сти и ориентиры. Это обстоятель-ство лишает религ. людей актив­ного, сознат. отношения к реаль­ным потребностям об-ва и лич­ности.

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА - религ.-пропагандистский центр в Великобрита­нии. Основан в 1970 с целью, как говорилось в его программном заявлении, „более глубокого взаи­мопонимания между народами коммунистического и некомму­нистического мира . Однако в дей­ствительности центр занимается сбором и распространением тенденц. и клеветнич. материалов, в искаженном виде изображающих положение религии и церкви в соц. странах. С 1973 выпускает журнал „Религия в коммунистических странах , имеющий антикоммунистич. направленность.

ЦЕРЕРА — в римск. мифологии - богиня плодородия и земледелия. В ее честь в Риме был установлен праздник - цереалий, к-рый отме­чался весной (19 апреля). Соответствует др.-греч. Деметре.

ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович (1842-1900) - груз, писатель, публицист, лит. критик, обществ, деятель. По своему мировоззре­нию сторонник механистич. мате­риализма, Ц., отвергая религию, в своих произведениях разоблачал ее реакц. роль. Был сторонником широкого распространения про­свещения, в к-ром видел способ преодоления отсталости и нац. замкнутости.

„ЦЕРКОВНАЯ   ИСТОРИЯ произведение христ. писателя и епископа г. Кесарии (Палестина) Евсевия Памфила. „Ц. и. состоит из 10 книг, охватывает период от возникновения христианства до 324. Наряду с действит. события­ми в ней много вымыслов и ле­генд. Евсевий защищал ортодокс, направление в христианстве, но пользовался для написания „Ц. и. разными христ. источниками, в т. ч. и апокрифическими.

ЦЕРКОВНАЯ   ОБЛАСТЬ  -  см. Папская область.

ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКО­ЛА — в дореволюц. России — нач. школа при церк. приходе. В 19 в. создавались одноклассные и двух­классные (2-х и 4-х годичные, с нач. 20 в. они стали соответст­венно 3-х и 5-годичными). Осн. предметы: закон божий, церк. пение, чтение, письмо, арифмети­ка, в двухкласс, кроме того, да­вались сведения по истории.

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ - в пра­вославии - название низш. служи­теля церкви: иподьякона, чтеца, певца, посвященного особым об­рядом хиротесией - руковозло-жением (этот обряд не относится к таинству священства).

ЦЕРКОВЬ (греч. kyriaké, букв. - божий дом) — тип религ. орг-ции, возникший в определенных историч. условиях как средство упо­рядочения отношений внутри объединения религ. и связей объедине­ния со светскими группами и орг-циями. Конституирующими Ц. элементами являются: общее вероучение (символ веры), религ. деятельность (культовая и внекультовая), церк. институт - сис­тема управления жизнью, деятель­ностью, поведением верующих. В Ц. действует определенная систе­ма норм (религ. морали, канонич. права и пр.), ценностей, образцов и санкций. Во мн. Ц. члены делят­ся на духовенство и мирян, что на­ходит отражение в организац. структуре. Осуществляется авто­ритарное централизованно-иерархич. правление (см. Иерархия цер­ковная). Ц. разделяет судьбы религии. Вместе с отмиранием религии будет отмирать и Ц. Тер­мином „Ц. обозначается также христ. культовое здание, имею­щее алтарь и помещения для бо­гослужения.

ЦЗОНКАБА, Цзонхава, Дзонхава (1357-1419) - тибет. религ. дея­тель, основатель будд, секты „желтошапочников (школы гэлукба - „благой закон ) в Тибете, составившей в буддизме направ­ление, известное под названием ламаизма. Ц. совместил учения сутр и тантр и обосновал „ступени пути (ламрим) „просветления (бодхи) в зависимости от уровня развития интеллекта. В 1409 Ц. основал ламаист, монастырь Галдан, в к-ром установил сложную систему церк. иерархии и ввел пышное богослужение.

ЦЗУЛАЙН-ХУРАЛ, цзул-хурал (монг., букв. - „собрание с лам­пами ) - богослужение в ламаиз­ме в честь основателя этой ветви буддизма Цзонкабы. В храмах при свете свечей и лампад верую­щие каются в дурном обращении с домашними животными, что является тяжелым грехом, вызы­вающим якобы новые неблаго­приятные перерождения. Ц.-х. свя­зан с представлением о том, что в   домашних   животных   могли переродиться   родственники   ве­рующего.

ЦИРКУМЦЕЛЛИОНЫ - см. Агонистики.

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ (от лат. назва­ния села Сито близ Дижона — Cistercium) - члены католич. мо-наш. ордена, основанного бенедик­тинцем Робертом Молезмским в 1098 и возглавленного в 1115 Бернаром Клервоским. В 12— 13 вв. мужские и женские монас­тыри Ц. были богаты, влиятельны и многочисленны (к 1300 сущест­вовало 700 монастырей Ц. во мн. странах). С 14 в. конгрегация Ц. приходит в упадок. Из Ц. выдели­лись бернардинцы и трапписты. В наст. вр. насчитывается немно­гим более 3 тыс. Ц.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Церковь и революция

News image

Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее св...

Словарь Атеиста:

НАБ - НЕФ

НАБУ - в вавилон. религии - бог мудрости, покровитель наук и искусств. Входил в число 12 осн. богов Вавилона и отождествлялся с планетой Меркурий. Культ Н...

Авторизация



Движение атеизма:

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...