Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЦАГ - ЦИС

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЦАГАН-САРА-ХУРАЛ (монг., букв. — „молебствие белому меся­цу ) , цагалган - один из наиболее соблюдаемых до наст. вр. празд­ников ламаизма. Приурочивается к началу нового года по лунно­му календарю. Состоит из серии обрядов, посвященных якобы .двенадцати чудесам Будды , но имеющих явно шаманист, про­исхождение. Переиначенные на ла­маистский лад, шаманские при­емы борьбы со злыми духами должны, по уверению лам, по­мочь уничтожению „врагов буд­дизма .

ЦАДИК (др.-евр. — святой, пра­ведник) — в хасидизме - главапаствы. Ц., по учению хасидизма — праведный заступник перед богом, ему открыта „книга судеб , он чудотворец и ясновидец. Ц. появи­лись в 18 в. и существуют поныне в США и Израиле.

ЦАЙ ЮАНЬ-ПЭЙ (Дай Хаоцин, 1868-1940) - кит. педагог, уче­ный и политич. деятель, участник революц.-демократич. движения. Будучи министром просвещения Временного правительства Китай­ской республики в 1912—1913, он отбросил монархич. принципы воспитания (верность императору и почитание Конфуция) как несов­местимые с республикан. формой правления и свободой вероиспове­дания. Призывал заменить религ. культы культом прекрасного, а воспитание народа, основан­ное на конфуцианстве, военным образованием, производств, обу­чением и нравств. воспитанием в духе свободы, равенства и брат­ства.

ЦАМ — праздник в ламаизме, во время к-рого ламы и бродячие актеры в масках и костюмах, изображающих будд, божества, в сопровождении музыки пляшут и символически сжигают „злого духа .

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, царство божье (божие) — согласно веро­учению нек-рых религ. направле­ний - всеобщие счастье и радость, которые наступят якобы после страшного суда. В представлениях о Ц. н. отразились вековые мечты эксплуатируемых масс о справед­ливом обществ, устройстве. Не ви­дя реальных средств избавления от непосильного гнета, они обра­щали свои взоры на небо, ожидая оттуда избавителя, с приходом к-рого все изменится: воскреснут все мертвые и вместе с живыми явятся на суд, где каждый полу­чит по заслугам — грешники будут осуждены на вечные муки в аду (по христ. и мусульм. представле­ниям) или уничтожены (по пред­ставлениям иудеев, иеговистов и адвентистов), а праведные войдут в Ц. н., где будут вечно блаженст­вовать в раю. Учение о Ц. н. всегда использовалось духовенством и светской властью для оправдания эксплуатации трудящихся.

ЦВИНГЛИ Ульрих (1484-1531) - идеолог и вождь швейц. бюргер­ства эпохи Реформации, основа­тель цвинглианства - радикально­го направления в протестантизме. Будучи приходским священни­ком, обнародовал в 1522 67 те­зисов, в к-рых изложены принци­пы Реформации. Цюрихское бюр­герство реформировало церковь в духе этих тезисов. Однако про­тив Ц. выступили приверженцы католицизма из лесных кантонов Швейцарии. В битве с ними Ц. погиб.

ЦВИНГЛИАНСТВО - одно из на­иболее радикальных направлений бюргерской Реформации, начало к-рому положено Улърихом Цвингли в Цюрихе в 1522. Ц. основа­тельно реформировало католич. церковь: монастыри были закры­ты, торговля индульгенциями - запрещена, из храмов были удале­ны иконы, статуи, кресты, мощи, алтари, органы, колокола. Бого­служение было сведено к пропове­ди, молитве и пению псалмов. Христ. таинства отвергались. Кре­щение и причащение (евхаристия) рассматривались Ц. как простые символы. Так, крещение символи­зировало принятие новообращен­ного в общину, а евхаристия опре­делялась как действие, совершае­мое в память о смерти Иисуса Христа, при этом хлеб и вино - лишь символы его тела и крови. В организации церкви Ц. после­довательно осуществило принци­пы самоуправляемости общин, избрания и смещения служителей культа. Ц., однако, не смогло распространить свое влияние на всю Швейцарию. В конечном счете Реформация там пошла по руслу кальвинизма.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - особая форма причинности в живой при­роде, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, ма­териализмом и религией, идеализ­мом. Ц. в органич. мире, прояв­ляющаяся в приспособлении струк­туры, функций живого к усло­виям среды, в известной направ­ленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой дея­тельности бога, якобы направляю­щей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в фор­мировании более совершенных об­ществ, систем, в целеполагающей деятельности людей, использова­лась религ. философией истории для обоснования идеи предопре­деления. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о при­чинности показало, что известная направленность процессов в жи­вом выступает в виде общей тен­денции как результат его актив­ного взаимодействия со средой. Историч. материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целепола­гающей человеч. деятельности, ба­зирующейся на познании объек­тивных законов. „Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности чело­века (Ленин В. И., ПСС, т. 29 с. 169).

ЦЕЛЕСТИНЦЫ - члены католич. монаш. ордена, основанного в 1254 (утв. в 1264) в Юж. Италии мона­хом Петром Мурроне, ставшим впоследствии папой под именем Целестин V (отсюда - Ц.). Орден имел свои монастыри во мн. странах Зап. Европы. В наст. вр. не существует.

ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs - неже­натый) - обязат. безбрачие като­лич. духовенства, установленное папой Григорием VII (1073 — 1085). Практически Ц. утвердился с середины 13 в. Введением Ц. католич. церковь стремилась со­хранить свою земельную собст­венность, не допуская ее раздела между наследниками. Энцикликой „Caelibatus Sacerdotalis („О цели­бате священников ) 1967 папа Павел VI подтвердил незыбле­мость Ц. Ц. - одна из причин отказа мн. католич. священников от сана.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - филос. нравств. проблема, от решения к-рой за­висит поведение человека, его жизн. позиция. Понятие Ц. ж., тесно связанное с пониманием смысла жизни, характеризует че­ловека как обществ, существо, развившее в своей трудовой дея­тельности способность сознат. целеполагания. В эксплуатат. об-ве религия компенсирует несбыточ­ность надежд и жизн. целей подав­ляющего большинства людей тем, что выносит Ц. ж. за пределы реальной жизни человека и исто­рии, проповедуя учение о трансцендент. характере Ц. ж. Христи­анство, напр., объявляет Ц. ж. человека спасение, а средством ее достижения - служение богу, сми­рение и послушание. Ср.-век. тео­логи колебались между доктриной о полном подчинении средств цели и концепцией, придающей средст­вам самостоят, этич. значение. Пер­вая провозглашала безразличие цели к средствам, ставила всю совокупность человеч. поступков в зависимость от трансцендент. Ц. ж. Вторая абсолютизировала средства, отделяя их от реальных личных и обществ, целей человека, признавая позволительными толь­ко нск-рыс из них и приписывая им статус святости, тогда как другие рассматривались как гре­ховные или безразличные. Оба эти учения фантастически отражают соц. несвободу, формируют жизн. позицию, потворствующую соц. злу. Метафизич. односторонность, абсолютизация роли цели или средств порождаются в религ. концепциях фантастич. понима­нием Ц. ж., ее трансцендентностью. Однако деятельность человека не является порывом к внеисторич. эсхатологич. целям. Высш. цели, к к-рым стремится человек, яв­ляются отражением тенденций об­ществ, развития, порождены объ­ективным миром, историей. Каж­дая историч. эпоха ставит перед людьми реальные Ц. ж., соответ­ствующие уровню и потребностям соц. развития. Критерием решения вопроса о Ц. ж. человека с т. зр. марксист, этики является обществ, прогресс, созидание коммунистич. об-ва, в к-ром „человек - высшее существо для человека (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422) .

ЦЕЛЬС (Келье, 2 в.) - философ.-эклектик платонич. ориентации, один из первых античных крити­ков христианства, автор антихрист, соч. „Правдивое слово , не до­шедшего до нас, в к-ром, по сви­детельству цитирующего его Оригена, предпринимается попытка доказать несостоятельность христ. мифологии и теологии, а также продемонстрировать преимущест­ва политеизма. Ц. высмеивает христ. претензии на избранность, указывает на филос. невежество христиан, иронизирует по поводу божественности Христа и его ис­купит, миссии, осуждает антро­поморфизм и аморализм Ветхо­го завета, подвергает нападкам христ. веру в воплощение и чудеса Христа.

ЦЕНЗУРА ДУХОВНАЯ (от лат. census - оценка) — система над­зора   за   печатными   изданиямисо стороны церкви с правом запрещения их выпуска в свет. В Зап. Европе Ц. д. сложилась окончательно в кон. 15 в. В 1496 папа Александр VI издал эдикт, строго запрещавший читать и рас­пространять еретич., с т. зр. цер­кви, книги. Католич. церковь со­ставляла спец. списки запрещен­ной лит-ры (см. Индекс запрещен­ных книг). В России Ц. д. сложи­лась в 18 в., находилась в ведении Синода. Устав Ц. д. был утвержден в 1828 и действовал без изменения до 1917. Ц. д. - одно из средств, используемых церковью в эксплу­атат. об-ве в борьбе с передовой обществ, мыслью.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ   ЛИЧНОСТИ   - специфич. направленность деятель­ности личности в связи и в соот­ветствии с определенным веро­учением. Будучи опосредованны­ми религ. сознанием, Ц. о. р. л. оказываются существ, образом искаженными. Единственно реаль­ные, земные ценности жизни, зна­чимые для прогресса об-ва и лич­ности, зачастую обесцениваются и объявляются зависимыми от высш. религ. ценностей. В основе Ц. о. р. л. лежит убеждение, что свое высш. и абсолют, выражение ценности имеют в боге, к-рый выс­тупает как совершенные истина, справедливость, добро, красота и т. д. Ценности, на к-рые ориен­тирована личность, якобы лишь „сопринадлежат миру и прояв­ляются в результате „божеств, самооткровения , а восприятие явлений в качестве ценностей и ориентация на них будто бы из­начально присущи личности, чело­веч. душе, как божеств, творению. В действительности ориентирами верующей личности выступают ложные цели, а реально значи­мые — недооцениваются. Напр., на вере в личное бессмертие стро­ится понимание смысла жизни, заключающееся в спасении души. Умаляется науч. знание и возве­личивается „богопознание , за­частую прокламируются аскетизм, страдание и даже смерть как не­обходимые и желанные ценно­сти и ориентиры. Это обстоятель-ство лишает религ. людей актив­ного, сознат. отношения к реаль­ным потребностям об-ва и лич­ности.

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА - религ.-пропагандистский центр в Великобрита­нии. Основан в 1970 с целью, как говорилось в его программном заявлении, „более глубокого взаи­мопонимания между народами коммунистического и некомму­нистического мира . Однако в дей­ствительности центр занимается сбором и распространением тенденц. и клеветнич. материалов, в искаженном виде изображающих положение религии и церкви в соц. странах. С 1973 выпускает журнал „Религия в коммунистических странах , имеющий антикоммунистич. направленность.

ЦЕРЕРА — в римск. мифологии - богиня плодородия и земледелия. В ее честь в Риме был установлен праздник - цереалий, к-рый отме­чался весной (19 апреля). Соответствует др.-греч. Деметре.

ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович (1842-1900) - груз, писатель, публицист, лит. критик, обществ, деятель. По своему мировоззре­нию сторонник механистич. мате­риализма, Ц., отвергая религию, в своих произведениях разоблачал ее реакц. роль. Был сторонником широкого распространения про­свещения, в к-ром видел способ преодоления отсталости и нац. замкнутости.

„ЦЕРКОВНАЯ   ИСТОРИЯ произведение христ. писателя и епископа г. Кесарии (Палестина) Евсевия Памфила. „Ц. и. состоит из 10 книг, охватывает период от возникновения христианства до 324. Наряду с действит. события­ми в ней много вымыслов и ле­генд. Евсевий защищал ортодокс, направление в христианстве, но пользовался для написания „Ц. и. разными христ. источниками, в т. ч. и апокрифическими.

ЦЕРКОВНАЯ   ОБЛАСТЬ  -  см. Папская область.

ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКО­ЛА — в дореволюц. России — нач. школа при церк. приходе. В 19 в. создавались одноклассные и двух­классные (2-х и 4-х годичные, с нач. 20 в. они стали соответст­венно 3-х и 5-годичными). Осн. предметы: закон божий, церк. пение, чтение, письмо, арифмети­ка, в двухкласс, кроме того, да­вались сведения по истории.

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ - в пра­вославии - название низш. служи­теля церкви: иподьякона, чтеца, певца, посвященного особым об­рядом хиротесией - руковозло-жением (этот обряд не относится к таинству священства).

ЦЕРКОВЬ (греч. kyriaké, букв. - божий дом) — тип религ. орг-ции, возникший в определенных историч. условиях как средство упо­рядочения отношений внутри объединения религ. и связей объедине­ния со светскими группами и орг-циями. Конституирующими Ц. элементами являются: общее вероучение (символ веры), религ. деятельность (культовая и внекультовая), церк. институт - сис­тема управления жизнью, деятель­ностью, поведением верующих. В Ц. действует определенная систе­ма норм (религ. морали, канонич. права и пр.), ценностей, образцов и санкций. Во мн. Ц. члены делят­ся на духовенство и мирян, что на­ходит отражение в организац. структуре. Осуществляется авто­ритарное централизованно-иерархич. правление (см. Иерархия цер­ковная). Ц. разделяет судьбы религии. Вместе с отмиранием религии будет отмирать и Ц. Тер­мином „Ц. обозначается также христ. культовое здание, имею­щее алтарь и помещения для бо­гослужения.

ЦЗОНКАБА, Цзонхава, Дзонхава (1357-1419) - тибет. религ. дея­тель, основатель будд, секты „желтошапочников (школы гэлукба - „благой закон ) в Тибете, составившей в буддизме направ­ление, известное под названием ламаизма. Ц. совместил учения сутр и тантр и обосновал „ступени пути (ламрим) „просветления (бодхи) в зависимости от уровня развития интеллекта. В 1409 Ц. основал ламаист, монастырь Галдан, в к-ром установил сложную систему церк. иерархии и ввел пышное богослужение.

ЦЗУЛАЙН-ХУРАЛ, цзул-хурал (монг., букв. - „собрание с лам­пами ) - богослужение в ламаиз­ме в честь основателя этой ветви буддизма Цзонкабы. В храмах при свете свечей и лампад верую­щие каются в дурном обращении с домашними животными, что является тяжелым грехом, вызы­вающим якобы новые неблаго­приятные перерождения. Ц.-х. свя­зан с представлением о том, что в   домашних   животных   могли переродиться   родственники   ве­рующего.

ЦИРКУМЦЕЛЛИОНЫ - см. Агонистики.

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ (от лат. назва­ния села Сито близ Дижона — Cistercium) - члены католич. мо-наш. ордена, основанного бенедик­тинцем Робертом Молезмским в 1098 и возглавленного в 1115 Бернаром Клервоским. В 12— 13 вв. мужские и женские монас­тыри Ц. были богаты, влиятельны и многочисленны (к 1300 сущест­вовало 700 монастырей Ц. во мн. странах). С 14 в. конгрегация Ц. приходит в упадок. Из Ц. выдели­лись бернардинцы и трапписты. В наст. вр. насчитывается немно­гим более 3 тыс. Ц.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

УАЙ - УЭС

УАЙТ Елена (1827-1916) - по­читаемая адвентистами седьмого дня „пророчица , гл. идеолог это­го христ. течения. У. принадле­жит разработка ос...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...