Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Бога нет? Эволюция и вселенский дизайн


Эволюция и вселенский дизайн

Атеистическое движение - Бога нет?

эволюция и  вселенский дизайн

Письмо Александра Этермана,

Иерусалим.

В опубликованной в декабре 2002 года в Commentary статье Давид Берлинский попытался всесторонне проанализировать как контроверсальную пару <эволюция - дизайн>, так и еще более общую оппозицию - <натуральная Вселенная - вселенский tuning>. Такая постановка вопроса буквально инициирует развернутый ответ, невозможный в куцых рамках рецензионного пространства, поэтому мне пришлось ограничиться тезисной формой реагирования.

1) Логически рассуждая о происхождении жизни на Земле, мы ни в коем случае не можем исключить тезис о дизайне. Никакими формальными соображениями не опровергнуть гипотезу о том, что жизнь на нашей планете была сознательно порождена, допустим, высокоразвитой инопланетной цивилизацией, то есть, по сути, дизайнером, причем не обязательно сверхъестественным. Другой вопрос - плодотворна ли эта гипотеза и какие эмпирические перспективы она открывает.

2) Тому, кто всерьез примет тезис о дизайне, предстоит немалая работа. Он должен решить, сопровождал ли дизайнер свое творение, в течение долгого времени, быть может - до сего дня вмешиваясь в его жизнь, или же расстался с ним сразу после <запуска>. Если дизайнер, по предположению, давно расстался с творением, необходимо выяснить, оставил он его на произвол судьбы, как отпущенное на волю животное, или же встроил в творение долгоиграющую программу, предопределившую его функционирование, как оставляют работающий компьютер на выходные, поручив ему произвести запрограммированные расчеты.

3) Теоретику от дизайна следует, прежде чем он вступит в неравную дискуссию с Дарвиным, изложить внятным образом свой собственный нарратив. Так, он должен объявить, происходила ли вообще эволюция биологических видов (безотносительно к ее механизму), или же различные виды выпускались дизайнером на белый свет постепенно и независимо друг от друга, или, может быть, все они появились на свет одновременно и мирно сосуществовали, постепенно вымирая. В случае, если он признаёт де-факто эволюцию какого-либо толка, ему следует решить, в состоянии ли слепой естественный отбор самостоятельно создать что-нибудь новое и путное, или же, наоборот, любое мало-мальски сложное биологическое изменение - плод просвещенного дизайна. Так, сторонник дизайна, скорее всего, отвергнет предположение, что глаз млекопитающего - продукт естественного отбора, однако, быть может, смирится с идеей, что слуховой аппарат млекопитающих развился естественным образом, без посторонней помощи, или хотя бы с тем, что индийский и африканский слоны, столь схожие и в то же время столь разные - две естественно разошедшиеся ветви одного вида, а не результат тонкого проектирования.

4) Словом, гипотеза о биологическом дизайне должна быть построена не как простое отрицание теории естественного отбора, а как семейство диахронически развернутых теоретических моделей дизайна, непротиворечивых во всех своих звеньях. Должен заметить, что построение такой гипотезы - неблагодарное занятие, по ходу которого добрая половина <дизайнеров> эмпирически перебегает в эволюционисты. Повторю вдогонку, что сама по себе идея дизайна логически непротиворечива и почти безобидна. При этом в своих относительно безопасных вариантах она малосодержательна и не обладает предсказательной силой, а, пытаясь стать предсказательной= теорией, сталкивается с огромной массой неудобной для себя эмпирики. Весьма непростой расклад, впрочем, не новый в истории науки.

5) Совсем иной характер носит <аргумент от математической физики>, по-просту - пресловутый Антропный принцип, предположение, что законы природы подогнаны дизайнером так, чтобы в мире могли произойти определенные сложные явления, в том числе - появление человека. Это классическая схоластическая гипотеза, которой лучше бы не появляться на свет. Достаточно уже одного того, что справедливость <Антропного аргумента> ни при каких обстоятельствах не может быть эмпирически подтверждена. В самом деле, для того, чтобы критически исследовать вопрос о происхождении известных нам физических законов, необходимо предметно ознакомиться с альтернативами, то есть, по определению, стать равными богам. Ну откуда может знать смертный человек, будь он даже Эйнштейном, существовала ли для предполагаемого дизайнера опция изменить закон всемирного тяготения так, чтобы сила тяготения стала пропорциональна кубу расстояния между массами? И еще: а не оказалось ли бы при этом, что теорема Пифагора неверна, и вообще, математика сильно переменилась? Собственно, в этой епархии все предположения возможны, все равно правдоподобны - и равно бессмысленны.

6) Антропный принцип - не настоящее, а кажущееся рассуждение, рассуждение от антропоморфности. Оно - в корректном изложении - гласит следующее: предположим, что существует возможность создавать мир в произвольных физических версиях, но так, что математика во всех случаях остается неизменной. В большинстве версий человек не мог бы появиться на свет, стало быть, случайное сотворение мира с человеком маловероятно и, следовательно, в деле замешан дизайн. Это рассуждение наивно предполагает возможность апеллировать к теории вероятности - единственной чисто эмпирической математической теории - за пределами эмпирического мира, без того, чтобы можно было построить модель, включающую в себя т.н. вероятностное пространство. Более того, оно позволяет рассуждать логически о явлениях, по определению, выходящих за рамки логики!

7) Мысленные эксперименты с дизайнером, находящемся в знакомом нам причинно-следственном пространстве, но вне природы, и рассуждающем о ней, восходят к древнегреческой философии и разделяют большинство ее слабостей. В былые времена, когда пространство и время предполагались абсолютными, выдвигалось, к примеру, такое доказательство сотворенности мира: если бы мир существовал вечно, общее число людей, живших во все времена, было бы бесконечным! Не правда ли, похоже!

8) Я предложил бы сторонникам Антропного принципа следующую нехитрую задачу. Предположим, перед нами лежит игральная кость, и нам неизвестно, является она нормальной или фальшивой. Экспериментировать с ней нам запрещено. Можем ли мы при таких обстоятельствах сказать хоть что-либо о вероятности выпадения трех шестерок в десяти испытаниях? Разумеется, нет. Но как, в таком случае, можно что-либо сказать о шансах альтернативного обустройства физической Вселенной? Ведь нам ровно ничего не известно о гипотетических правилах игры. Стало быть, гипотеза о вселенском дизайне - в отличие от гипотезы о дизайне биологическом - чистейший софизм, научно компрометирующий своих сторонников.

И последнее. Тем, кто выступает против теории естественного отбора, я настоятельно рекомендую оставить Дарвина в покое. В его произведениях несложно настрогать самые разные, подчас противоречивые цитаты. Едва ли они имеют значение. Имя Дарвина, первооткрывателя эволюционной теории, является ныне всего лишь ее синонимом. Нелепо искать в <Происхождении видов> ответы на все вопросы современной биологии. Дарвин не отвечает за утверждения современных эволюционистов; с другой стороны, они не несут ответственности за его - вообще говоря, вполне легитимные - научные сомнения. Всякому овощу свое время.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Церковь и революция

News image

Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее св...

Словарь Атеиста:

ИБЛ - ИНД

ИБЛИС - по учению ислама дья­вол, бывший ранее ангелом. Изгнан Аллахом из рая за отказ прекло­ниться перед Адамом - первочеловеком, созданным богом из праха. За свое падение всемерно стре­мится мстить людям, то...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...