Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Главная Взгляды и нравы Установка фундамента. Дорого



Установка фундамента. Дорого

Разное - Взгляды и нравы

установка фундамента. дорого

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с каждым днем. С недавнего времени я почти каждый день вдруг стал оказываться либо невольным слушателем, либо участником разговоров на тему духовности и веры. Эту тенденцию можно обозначить как поиски подлинности или возврат к религии. Но людей, которые эти разговоры начинают, фундаменталистами точно не назвать. Скорее наоборот. То, что они «для себя лично» что-то нашли или к чему-то возвращаются, не оказывает практически никакого влияния на их жизнь. Иными словами, поиски — отдельно, а жизнь — отдельно.

Они вроде бы декларируют желание разобраться в вещах высоких и прикоснуться к ним (а не спустить их к себе), но главным критерием истинности той или иной системы выступает «подходящее мне мировоззрение»; собственное «Я» как центр вселенной. В свое время по этому поводу прекрасно высказался К.Г.Честертон: «Любимая в наши дни фраза: «У каждого свое мировоззрение, вот это — мое, оно мне подходит» — знак слабоумия. Воззрение на мир создается не для того, чтобы подходить человеку; оно создается, чтобы подходить миру».

Эта новая, индивидуализированная концепция «духовности» строится так, что почти ничего не требует от человека, — только дает и помогает. Усилия, на которые готовы идти люди, сродни тем, которые приходится прилагать, чтобы проснуться на 1,5 часа раньше и пойти в спортивный клуб.

Вообще идеально, когда суверенная духовность является продолжением здорового образа жизни, правильного питания или йоги. Влияние этой новообретенной духовности на жизнь тоже минимально. Может, это и к лучшему, ибо в головах абсолютного большинства нет почти ничего, что может составить какое-то твердое ценностное основание жизни или ее осознанного изменения. Есть лишь фантасмагорическое месиво, где прекрасно уживаются самые непредсказуемые сочетания религий, духовных практик и гибких этических принципов. В подтверждение этого за последние две недели я дважды оказывался свидетелем сюжетов, показывающих предельную степень запутанности и непроходимости.

В Санкт-Петербурге, в соборе Александро-Невской лавры, слышу человека, говорящего с интонацией из еврейских анекдотов: «Что-то я не разберу, а где тут записочки сунуть можно?» Ему объясняют: мол, вот очередь, нужно написать, заплатить и отдать. «Да? А на Святой земле можно просто оставить, без очередей. В Стене Плача. Я записочки между камнями засовывал — помогает. А здесь где можно?»

Новосибирск, антикварный магазин. Дама-продавец обращает мое внимание на серебряные медальоны с образами святых и вдруг добавляет: «Это же намного лучше, чем крест носить». Чем же, говорю, лучше? «Ну, такое ощущение, что крест на себе ставишь». Женщина считает себя православной и интересуется религией. При этом настаивает: «Нет, все-таки крест носить неприятно. Полуживой человек этот висит… И вообще — была бы я отцом, никогда бы не допустила, чтоб с моим сыном такое сотворили».

Подобные рассказы и в страшном сне не приснятся ни одному известному и неизвестному мне «фундаменталисту». Их религиозная картина мира является однозначной, категоричной и, самое главное, оказывает очевидное, а с точки зрения окружающих, фундаментальное влияние на все стороны их личной жизни.

У меня есть опыт близкого общения с некоторыми из них. С работы до дома меня регулярно подвозит Ренат. Он татарин, родившийся в Москве. Мусульманин. По пути он с удовольствием рассказывает мне о своих праздниках, о том, как ему трудно соблюдать намаз, как сложно не курить во время поста, отказаться от близости с любимой девушкой. В свои 22 года он производит впечатление цельного, ясного, доброжелательного и спокойного человека. Именно он сказал мне, усмехнувшись, что в институте кто-то из студентов-сокурсников назвал его фундаменталистом.

Еще один мой знакомый, окончательно определившись, стал исповедовать иудаизм. Он был талантливым профессионалом, занимался недвижимостью и маркетингом (даже создал в свое время «бренд года»), но потом все бросил, решив, что обманывает людей. Несколько раз в субботу я вижу его, стоящего у подъезда в ожидании, пока консьержка откроет ему дверь, поскольку в Шаббат он не может нажимать на кнопку. Разумеется, его называют ортодоксальным иудеем, а некоторые — фундаменталистом.

Третий, будучи одним из директоров в заметной на рынке компании, стал по выходным и праздничным дням служить в православном храме алтарником. Абсолютное большинство знакомых искренне недоумевают. Кое-кто даже распускает дикие слухи, что он бросил семью, троих детей и будет монахом. Ну и конечно же, изредка я слышу знакомый термин — «фундаменталист». На этот раз православный. Как-то так получается, что все лично известные мне «фундаменталисты» — глубоко симпатичные и красивые люди. Они твердо, трезво и ответственно стоят на своем фундаменте, и встреча с ними — это всегда приятная встреча с настоящим человеком. Очень хочется, чтобы вокруг было как можно больше «фундаменталистов». Откликайтесь — говорят, вас больше, чем кажется. Большой город http://www.bg.ru/article/8046/

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Словарь Атеиста:

ЙАЗ - ЙОГ

ЙАЗИДЫ, езиды — последователи религ. секты, близкой к зороаст­ризму. В вероучении Й. имеются элементы христианства (несторианства), иудаизма и ислама. Й...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...