Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ШАБ - ШУМ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ШАБУОТ, шевуот (др.-евр. - праздник недель) - иуд. празд­ник, первоначально земледельче­ский („праздник жатвы — Исх. 23 : 16), впоследствии истолко­ванный как праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею. Дата его празд­нования в Библии не обозначена, однако иуд. богословы считают, что Ш. приходится на 50-й день после первого дня пасхи (отсюда рус. название Пятидесятница).

ШАККА Микеле Федерико (род. в 1908) - итал. философ-идеа­лист, представитель т. н. христ. спиритуализма. Центр, пунктом разрабатываемой Ш. „философии целостности является положение об индивиде, к-рый в своем „объ­ективном внутр. опыте интуи­тивно воспринимает идею абсо­лют, бытия (бога), трансцендент­ную и одновременно имманент­ную индивид, сознанию. Высту­пает против обновленческих тен­денций в совр. католицизме, в части, против диалога с инако­мыслящими, в т. ч. и с маркси­стами (см. Диалог марксистов и верующих).

ШАКТИ (санскр. - сила, энер­гия) - женское творчески-энергетич. начало в индуизме, тант­ризме, в т. ч. буддийском. Шактизм - почитание Ш., получил наибольшее развитие в шиваиз­ме, где Ш. персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы (Парвати, Дурге, Кали). Все наименования Ш. связаны с богиней-матерью Махашакти, или Деви. Наиболее ревностные последователи культа Ш. составляют секту шактиев.

ШАКЬЯ-МУНИ,      Сакья-муни (санскр. - мудрец из племени шакьев) - наиболее распростра­ненное имя (прозвище) легенд. основоположника буддизма, при­меняемое  к  тому периоду его жизни, когда он уже получил „просветление , т. е. стал Буд­дой.

ШАМАНСТВО  -  широкий круг анимистич.   верований  и  культ, характерные для периода разложе­ния  первобытнообщин. строя и охватывающие почти всю религ. практику об-ва. Специфич. черта Ш.- вера в возможность особых людей   (шаманов)   быть посред­никами между человеком и духа­ми. Шаманам приписывалась так­же   способность   предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить от болезней,    вызывать   изменения в природе, провожать умерших в подземный мир и т. д. Претен­дент   в   шаманы  должен   быть отмечен   „шаманск.   болезнью , проявляющейся, в части., в рас­стройстве психики (считалось, что духи пересотворяют такого чело­века - убивают, затем воскреша­ют, но уже в ином качестве).  „Ша­манск. дар считался наследствен­ным. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий)   под сопровождение ударов бубна, колотушки или ино­го муз. инструмента, к-рый наде­лялся мистич. свойствами и был тесно связан с жизнью шамана. Опытные шаманы были обычно искусными гипнотизерами, чрево­вещателями,      иллюзионистами, а также певцами, поэтами, скази­телями. Обрядность, одежда, ри­туальные  предметы,  представле­ния о духах у шаманов разных на­родов заметно различались.

ШАМАШ - в вавилоно-ассир. ми­фологии - бог солнца и справед­ливости, сын   бога луны Сина.

ШАМБАЛА - название мифич. страны-хранительницы буддизма. Учение о Ш. занимает важное мес­то в тантрийском буддизме (см. Тантризм) и тесно связано с таким его направлением, как кала-чакра („колесо времени ). Проро­чества о „шамбалинской войне , к-рую поведет один из царей Ш. против еретиков, входят состав­ной частью в эсхатологию лама­изма.

ШАН-ДИ - верховный владыка, высш. божество политеистич. на­родной религии др. китайцев. Представление о нем зародилось приблизительно во 2-м тысячеле­тии до н. э. В термине „ди , а за­тем и „Ш. объединялись понятия божества и предков - покровите­лей царствующего дома. В 1-м тысячелетии до н. э. культ Ш. слился с культом неба, а понятия „Ш. , „Тянь (небо) и „Тянь-ди (небесный правитель) стали употребляться как синонимы. Божеству Ш. приносились жертвы, в т. ч. человеческие, чтобы обес­печить его содействие в любых на­чинаниях и их успех. После появ­ления в Китае христианства тер­мин „Ш. стал использоваться для обозначения понятия „бог .

ШАНКАРА (предположительно 788-820) - инд. религ. мыслитель. Создал множество трактатов, от­стаивая в них вечность и непогре­шимость вед, к-рые считал единст­венным источником познания. Учение Ш. - последоват. идеалистич. монизм, признающий реаль­ность только безликого божества Брахмана. Весь же мир явлений Ш. считал неподлинным и отрицал существование материи. Разум может выступать, согласно учению Ш., лишь как „союзник свящ. писания, будучи полностью подчи­ненным свидетельству вед. Только высшие касты имеют право на изу­чение вед, и, следоват., только им доступно овладение истиной, и лишь они могут достигнуть „освобождения .

ШАРИАТ (араб, шариа, букв. — надлежащий путь) - свод норм мусульм. права, морали, религ. предписаний и ритуалов, призван­ный охватить всю жизнь мусуль­ман от колыбели до могилы. Ш. основывается на Коране и Сунне. Его разработка была завершена в 11-12 вв. в период развитого феодализма на Ближн. и Ср. Вос­токе. Ш. признает частную собст­венность незыблемым установле­нием Аллаха. Распространение ка-питалистич. отношений в странах зарубежного Востока привело к уменьшению действия юридич. норм Ш. и замене их нормами бурж. права. В 70-х гг. 20 в. мусульм. теологи и правоведы усилили призывы восстановить действие правовых норм Ш. в странах, где ислам является гос. религией, выдавая это за путь обеспечения соц. справедли­вости и народного благосостояния. В СССР предписания Ш. действуют в обрядности и частично в быту мусульман.

ШАХСЕЙ-ВАХСЕЙ - см. Ашура.

ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965) - нем.-франц. философ-гуманист, теолог, лауреат Нобелевской пре­мии мира, прогрес. обществ, дея­тель. Много лет проработал вра­чом в Африке (Габон). В основе филос. воззрений Ш. („нового ра­ционализма ) лежит „благогове­ние перед жизнью , в к-ром Ш. видит перспективу морального совершенствования человечества. К осуществлению гуманистич. идеалов ведут, по Ш., не соц. пре­образования, а усилия отд. людей, направл. на улучшение природы человека. Оптимизм Ш. носил религ. оттенок и сочетался с этич. толкованием образа Христа. В це­лом филос. взгляды Ш. носили эклектич. характер. Осн. труды: „Философия культуры (в 2-х тт., 1923-1929), „Культура и этика (1923).

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814—1861) - укр. поэт и худож­ник, революционер-демократ. В своих произведениях остро кри­тиковал самодержавно-крепост-нич. строй. Ш. был материалистом, выступал как атеист. Религию счи­тал орудием духовного порабоще­ния трудящихся масс. В доступной для народа форме показывал реакц. роль религ. идеологии и ду­ховенства. Средством преодоле­ния религии считал распространение среди народа знаний. Но Ш. не смог объяснить соц.-клас. корней религии и указать пути ее преодо­ления.

ШЕЙНМАН Михаил Маркович (1902-1977) - сов. историк, ис­торик религии, пропагандист ате­изма, один из основателей и руко­водителей Союза воинств, безбож­ников, зам. ред. газ. „Безбожник . Специализировался по истории католицизма и по критике христ. социализма. Осн. работы - „Вати­кан и католицизм XIX и нач. XX вв. (1958), „Христианский социализм (1969), „От Пия ГХ до Павла VI (1979).

ШЕЙТАН, шайтан - то же, что Иблис.

ШЕЙХ (араб., букв. — старец) - 1) глава или предводитель рода, племени или союза племен у ара­бов-кочевников; 2) Ш. называют также руководителей ислам, общин, видных богословов, законо­ведов.

ШЕЙХ-УЛЬ-ИСЛАМ (араб., букв. - старейшина ислама) - 1) с 11 в. - почетный титул видных мусульм. богословов (улемов); 2) в Тур­ции (с сер. 16 в. по 1924) - глава мусульм. духовенства (гл. муф­тий), назначавшийся султаном; 3) в Иране при династии сефеви-дов (16—18 вв.) — один из гл. духовных судей, назначавшихся шахом; глава духовн. управления мусульман Закавказья.

ШЕЛЕР Макс (1874-1928) - нем. философ, представитель феноме­нологии и антропологии филос. В 1916 принял католичество. Ш. пытался создать систему „абсолют, ценностей . Трактовка Ш. феноменологич. метода близка экзистен­циализму. Ш. считается одним из основоположников феноменоло­гии религии, к-рая должна изучать „сущность святого , формы, в к-рых „святое открывается чело­веку, а также сам акт веры, с по­мощью к-рого человек восприни­мает содержание божеств, откро­вения. Т. обр., феноменология религии Ш. целиком базируется на теология, предпосылках. Осн. труд - „О вечном в человеке (1921).

ШЕЛЛИ Перси Биши (1792-1822) — англ. поэт и мыслитель. В своих поэтич. сочинениях, осо­бенно в философ, поэме „Короле­ва Маб (1813) и примечаниях к ней, а также в философско-политич. и атеистич. произведе­ниях („Необходимость атеизма , „Опровержение деизма , „Опыт о христианстве и др.) выступал с острой критикой соврем, ему бурж. об-ва, пропагандировал идеи социализма, свободомыслия и атеизма, боролся со всеми фор­мами религ. предрассудков, фана­тизмом и ханжеством защитников религии и церкви.

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - нем. фило­соф. Развивал идеи натурфилосо­фии и „философии тождества бытия и мышления, к-рые сделали его одним из крупнейших пред­ставителей классич. нем. идеализ­ма. Впоследствии перешел к „по­зитивной философии , противо­поставляемой „отриц. филосо­фии разума и состоящей, по Ш., из философии мифологии и фило­софии откровения. С этой т. зр. мифология как продукт сознания, подпавшего под власть божеств, космич. потенций, подготавливает религию откровения, христианст­во. Опред. науч. интерес представ­ляет у Ш. концепция развития мифа.

ШЕСТОВ Лев Исаакович (наст, фамилия Шварцман; 1866-1938) - рус. религ. философ и публицист. С 1920 - в эмигра­ции. Ш. критикует рационализм в философии, этике и даже теоло­гии. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по его мнению, только общее, менее всего ценное для человека как неповторимой индивидуаль­ности. Разум не может разгадать тайну человеч. существования, объяснить трагич. положение че­ловека в мире, его страданий. Только вера в библ. бога откры­вает путь к спасению и истине. Эта вера, стоящая выше разума и этики, есть, по Ш., свобода, в к-рой для того, кто верит в бога, взявшего на себя грехи людей, нет ничего невозможного. Ш. при­знает, что здесь мысль достигает „верха бессмыслицы , но так и должно быть, ибо экзистенциаль­ная философия, к представителям к-рой он себя причисляет, опира­ется на абсурд. Учение Ш. - одна из форм оправдания религии. Соч.: „Апофеоз беспочвенности (1905), „На весах Иова (1929), „Афины и Иерусалим (опуб. 1951).

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671-1713) — англ. писатель-моралист, эстетик, представитель свободомыслия, деист. Ш. развил античную идею единства красоты и добра. Гл. жизн. ценность - красота человеч. души; нравст­венность - прирожденное челове­ческое свойство, не зависящее от веры в бога и внешних влияний. Ш. считал критерием добродетели содействие общему благу, высту­пал против фанатизма религ., уче­ния о загробном воздаянии. Ока­зал влияние на бурж. просвети­телей.

ШИВА - один из богов тримурти - индуист. троицы; высш. бог для последователей шиваизма, со­гласно к-рому во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Ш., уничтожающего и возрождающего все существующее. Ш. в начале космич. цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает.

ШИИЗМ (от араб. шиа - группи­ровка, партия, сторонники) - второе по числу приверженцев на­правление в исламе (после сун­низма). Шииты признают Коран „божеств, откровением , однако считают, что в османовой его ре­дакции опущены аяты, имеющие отношение к. Али. В сунне призна­ют только те хадисы, к-рые вос­ходят к Али. В дополнение к это­му имеют свое „предание — ахбары, сборники к-рых вместе с Ко­раном являются источником шариата. Шииты считают, что пра­во   быть   наследником   миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его по­томкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов Ш. в 7-9 вв. распался на несколь­ко ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов. Секта кайсани­тов исчезла в 11 в. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты верят, что таких наследников -имамов было 11, начиная с Али, а 12-й по имени Мухаммед аль-Махди в кон. 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда на­ступит эпоха справедливости и благоденствия. „Скрытый имам считается руководителем шиитов. Ш. учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоят, суж­дения по религ. и правовым воп­росам) сохраняется за муджтахи-дами „скрытого имама . Обряды в Ш. мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем ши­иты совершают паломничество в Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связан­ные с именами шиитских имамов. Как и сунниты, они празднуют день рождения Мухаммеда - мавлюд, кроме того, отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусей­ну, кульминацией к-рого является ашура. В наст. вр. последователи Ш. живут в Иране, Ираке (имами­ты), в Афганистане, Индии, Па­кистане (исмаилиты), Йеменской Арабской Республике, НДРИ (зейдиты), Ливане и ряде др. араб, стран. Большинство мусуль­ман в Азерб. ССР исповедуют Ш. имамитского толка. Есть ши­иты (исмаилиты) в Горно-Бадах-шан. автоном. обл. Небольшие группы шиитов проживают в Узб. ССР, Туркмен. ССР, Арм. ССР, Груз. ССР и в Даг. АССР.

ШИНТОИЗМ - см. Синтоизм.

ШЛЕНЕРМАХЕР Фридрих Даниэль Эрнст (1768-1834) - нем. бого­слов, филосов и обществ, деятель. Признавал существование некоего мир. единства, бога, в к-ром при­миряются все противоположности и к-рый открывается лишь непосредств. знанию. Критиковал как Ветхий, так и Новый заветы, но с позиций религ. мировоззре­ния. Религию Ш. выводил из внутр. переживаний субъекта. Его учение оказало влияние на развитие про­тест, теологии в 19 в.

ШМИДТ Вильгельм (1868-1954)-австр. этнограф и лингвист, като-лич. священник. Свои обширные этнографич. знания использовал для обоснования богосл. теории „первобытн. божеств, откровения и основанной на ней теории прамонотеизма. Осн. труд - „Происхож­дение идеи бога (в 12-ти тт., 1912-1952).

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (псевдоним Шолома Нохумовича Рабиновича, 1859-1916) - евр. писатель-де­мократ, один из родоначальников лит-ры на языке идиш. Значит, место в худож. творчестве Ш.-А. занимала борьба с религ. мрако­бесием („Касриловка , „Моноло­ги ) . Ш.-А. осмеивал иуд. догмат о потустороннем мире („Царствие небесное ), мессианск. чаяния („Мечтатели ), обряды и ритуалы иудаизма („Могилы предков , „Мистер Грин находит занятие , „Берл Айзик и др.). В гл. своих произведениях („Тевье-молоч­ник , „Мальчик Мотл ) Ш.-А. с особой силой выразил протест против порядков, насаждавшихся и поддерживавшихся в евр. среде царскими властями и иуд. клери­калами.

ШОПЕНГАУЭР Артур (1788-1860) - нем. философ, сторонник иррационализма и волюнтаризма. Ш. полагал, что только интуитив. познанию открывается сущность мира как воля на различных сту­пенях ее объективации. Будучи пессимистом, Ш. считал страдание присущим жизни; единственный путь спасения - уничтожение воли к жизни, полное отсутствие жела­ний, аскетизм. Человек одинок и предоставлен самому себе, несмот­ря на то что он создает себе мир демонов, богов и святых, мир ре­лигии и суеверий. В понимании страдания и избавления от него Ш. близок будд, учению о нирване; он противопоставлял идеи брахма­низма и буддизма исламу и хрис­тианству, но в особенности иуда­изму.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - нем. философ-идеалист. Наиболее известная работа — „За­кат Европы (1920-1922). Ш. ис­пытал большое влияние Ницше. Его философия отличается ирра­ционализмом и историч. песси­мизмом. В „Закате Европы Ш. критикует идею соц. прогресса и противопоставляет ей свою фило­софию культуры, согласно к-рой культура каждого народа резко отделена от др. культурных сис­тем (всего их в истории челове­чества 8). В основе каждой из них - „первофеномен культуры , к-рый Ш. характеризует с позиций иррационализма и „философии жизни .

ШПИЦБЕРГ Иван Анатольевич (1881-1933) - организатор и ру­ководитель науч. об-ва и издатель­ства „Атеист (1922), редактор одноименного журнала. Под руко­водством Ш. была создана библио­тека атеистич. лит-ры зарубежных авторов. Об-во осуществило пере­вод книг П. Гольбаха, А. Древса, Дж. Робертсона, Г. Даумера, Дж. Фрейзера, Л. Таксиля и др.

ШТЕРНБЕРГ Лев Яковлевич (1861-1927) - этнограф, историк религии. За принадлежность к народовольч. орг-ции был сослан на о. Сахалин. Здесь Ш. занялся изу­чением языка, семейно-бытовых отношений, религ. верований ко­ренного населения, особенно нив­хов (гиляков). После Октябрь­ской революции внес большой вклад в изучение малых народов Севера, был одним из организа­торов рабфака сев. народностей. Но идеалистич. позиция народни­чества наложила отпечаток на науч. исследования ученого. Ш. отрывал явления духовной куль­туры от условий материальной жизни, идеализировал обществ, жизнь отсталых народов. Осн. труд - „Первобытная религия в   свете   этнографии       (1936).

ШТРАУС Давид Фридрих (1808-1874) — нем. философ-младоге­гельянец, историк христианства, принадлежал к тюбингенской школе, но был последовательнее в критике учения о Христе и Но­вого завета. Особую роль сыграли его „Жизнь Иисуса (1835), „Ста­рая и новая вера (1872). Пришел к выводу об историч. недостовер­ности и мифич. характере боль­шинства сообщений евангелий. В последние годы жизни несколь­ко смягчил антихрист, направлен­ность своих работ, пытался синте­зировать религию и пантеистич. философию.

ШТУНДИЗМ (от нем. Stunde - час) - название, применявшееся царской администрацией и правосл. церковью к сектант, тече­ниям, появившимся в России после реформы 1861 в результате деятельности протест, проповед­ников в нем. колониях. Для укр. и рус. батраков они организовы­вали релит, беседы и „библ. часы („бибельштунден ). Ш. по­лучил довольно широкое распро­странение среди крестьян и ремес­ленников. Неоднородность состава общин привела к образованию в Ш. различных течений. Привер­женцами „южнорус. штунды бы­ли в основном укр. крестьяне. Они выступали против эксплуата­ции и крупной частной собствен­ности как источника зла, за спра­ведливое распределение земных богатств. Миру несправедливости противопоставляли бога, от к-рого ждали осуществления своих соц. чаяний. Последователи „велико­рус, штунды именовали себя „истин, христианами , осуждали „мироедство , создавали в общи­нах кассы взаимопомощи, занима­лись благотворительностью. Ш. отвергал правосл. церковь, ее иерархию, таинства и др. В кон. 19 в. наиболее радикальные эле­менты порвали со Ш. В нем стали преобладать  умеренные  группировки, к-рые постепенно слились с баптизмом.

ШУ - в др.-егип. мифологии - бог воздушного пространства (его имя переводится как „пустота ), к-рый, опираясь на бога земли Геба, поддерживает богиню неба Нут. Изображался в образе челове­ка с пером на голове.

ШУЛХАН-АРУХ (др.-евр. - накры­тый стол) - свод религ. предписа­ний ср.-век. талмудич. иудаизма, составленный раввином Иосифом Каро в 1550-1559. Состоит из 4 частей. 2 первые содержат пра­вила проведения иуд. богослуже­ний, праздников, пищевых ритуа­лов и др. 2 последние трактуют нормы семейного и гражд. права. В наст. вр. в иудаизме наметилась тенденция к приспособлению Ш.-А. к совр. условиям.

ШУЛЬЦ Иоганн Генрих (1739-1823) - нем. просветитель, с 1765 - лютеран, пастор. В работах „Философское рассмотрение тео­логии и религии вообще и иудей­ской в частности (1784) и „До­казательство огромного различия между моралью и религией (1788) выступил против религии. Идея бога, по Ш., есть перенесение черт деятельности человека на некое высш. существо; религия - результат страха и невежества, носит исторически преходящий характер. Отвергал обвинения атеистов в аморализме и фана­тизме. Религия и мораль, по Ш., несоединимы; религ. предписания безосновательны и бесполезны, сстеств. мораль основана на разу­ме и составляет духовное богат­ство человека. Религ. мораль есть искаженная естеств. мораль. За критику религии Ш. в 1791 был привлечен к суду и отстранен от должности священника.

ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - см. Вавилонская религия

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Узурпаторы

News image

В борьбе за место главного идеолога в современном российском обществе едва ли не гл...

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Словарь Атеиста:

ААР - АМИ

ААРОНОВЦЫ, соотв. аароновщина - течение в старообрядчестве, отделившееся во вт. пол. 18 в. от бе...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Атеистами в России остались интеллигенты

News image

Владимир Булдыгеров, Елена Денисова Еще совсем недавно в высших учебных заведениях страны изучали научный атеизм. Защищались дипломы, писались диссертации. «Атеист» звучало го...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...