Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ШАБ - ШУМ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ШАБУОТ, шевуот (др.-евр. - праздник недель) - иуд. празд­ник, первоначально земледельче­ский („праздник жатвы — Исх. 23 : 16), впоследствии истолко­ванный как праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею. Дата его празд­нования в Библии не обозначена, однако иуд. богословы считают, что Ш. приходится на 50-й день после первого дня пасхи (отсюда рус. название Пятидесятница).

ШАККА Микеле Федерико (род. в 1908) - итал. философ-идеа­лист, представитель т. н. христ. спиритуализма. Центр, пунктом разрабатываемой Ш. „философии целостности является положение об индивиде, к-рый в своем „объ­ективном внутр. опыте интуи­тивно воспринимает идею абсо­лют, бытия (бога), трансцендент­ную и одновременно имманент­ную индивид, сознанию. Высту­пает против обновленческих тен­денций в совр. католицизме, в части, против диалога с инако­мыслящими, в т. ч. и с маркси­стами (см. Диалог марксистов и верующих).

ШАКТИ (санскр. - сила, энер­гия) - женское творчески-энергетич. начало в индуизме, тант­ризме, в т. ч. буддийском. Шактизм - почитание Ш., получил наибольшее развитие в шиваиз­ме, где Ш. персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы (Парвати, Дурге, Кали). Все наименования Ш. связаны с богиней-матерью Махашакти, или Деви. Наиболее ревностные последователи культа Ш. составляют секту шактиев.

ШАКЬЯ-МУНИ,      Сакья-муни (санскр. - мудрец из племени шакьев) - наиболее распростра­ненное имя (прозвище) легенд. основоположника буддизма, при­меняемое  к  тому периоду его жизни, когда он уже получил „просветление , т. е. стал Буд­дой.

ШАМАНСТВО  -  широкий круг анимистич.   верований  и  культ, характерные для периода разложе­ния  первобытнообщин. строя и охватывающие почти всю религ. практику об-ва. Специфич. черта Ш.- вера в возможность особых людей   (шаманов)   быть посред­никами между человеком и духа­ми. Шаманам приписывалась так­же   способность   предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить от болезней,    вызывать   изменения в природе, провожать умерших в подземный мир и т. д. Претен­дент   в   шаманы  должен   быть отмечен   „шаманск.   болезнью , проявляющейся, в части., в рас­стройстве психики (считалось, что духи пересотворяют такого чело­века - убивают, затем воскреша­ют, но уже в ином качестве).  „Ша­манск. дар считался наследствен­ным. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий)   под сопровождение ударов бубна, колотушки или ино­го муз. инструмента, к-рый наде­лялся мистич. свойствами и был тесно связан с жизнью шамана. Опытные шаманы были обычно искусными гипнотизерами, чрево­вещателями,      иллюзионистами, а также певцами, поэтами, скази­телями. Обрядность, одежда, ри­туальные  предметы,  представле­ния о духах у шаманов разных на­родов заметно различались.

ШАМАШ - в вавилоно-ассир. ми­фологии - бог солнца и справед­ливости, сын   бога луны Сина.

ШАМБАЛА - название мифич. страны-хранительницы буддизма. Учение о Ш. занимает важное мес­то в тантрийском буддизме (см. Тантризм) и тесно связано с таким его направлением, как кала-чакра („колесо времени ). Проро­чества о „шамбалинской войне , к-рую поведет один из царей Ш. против еретиков, входят состав­ной частью в эсхатологию лама­изма.

ШАН-ДИ - верховный владыка, высш. божество политеистич. на­родной религии др. китайцев. Представление о нем зародилось приблизительно во 2-м тысячеле­тии до н. э. В термине „ди , а за­тем и „Ш. объединялись понятия божества и предков - покровите­лей царствующего дома. В 1-м тысячелетии до н. э. культ Ш. слился с культом неба, а понятия „Ш. , „Тянь (небо) и „Тянь-ди (небесный правитель) стали употребляться как синонимы. Божеству Ш. приносились жертвы, в т. ч. человеческие, чтобы обес­печить его содействие в любых на­чинаниях и их успех. После появ­ления в Китае христианства тер­мин „Ш. стал использоваться для обозначения понятия „бог .

ШАНКАРА (предположительно 788-820) - инд. религ. мыслитель. Создал множество трактатов, от­стаивая в них вечность и непогре­шимость вед, к-рые считал единст­венным источником познания. Учение Ш. - последоват. идеалистич. монизм, признающий реаль­ность только безликого божества Брахмана. Весь же мир явлений Ш. считал неподлинным и отрицал существование материи. Разум может выступать, согласно учению Ш., лишь как „союзник свящ. писания, будучи полностью подчи­ненным свидетельству вед. Только высшие касты имеют право на изу­чение вед, и, следоват., только им доступно овладение истиной, и лишь они могут достигнуть „освобождения .

ШАРИАТ (араб, шариа, букв. — надлежащий путь) - свод норм мусульм. права, морали, религ. предписаний и ритуалов, призван­ный охватить всю жизнь мусуль­ман от колыбели до могилы. Ш. основывается на Коране и Сунне. Его разработка была завершена в 11-12 вв. в период развитого феодализма на Ближн. и Ср. Вос­токе. Ш. признает частную собст­венность незыблемым установле­нием Аллаха. Распространение ка-питалистич. отношений в странах зарубежного Востока привело к уменьшению действия юридич. норм Ш. и замене их нормами бурж. права. В 70-х гг. 20 в. мусульм. теологи и правоведы усилили призывы восстановить действие правовых норм Ш. в странах, где ислам является гос. религией, выдавая это за путь обеспечения соц. справедли­вости и народного благосостояния. В СССР предписания Ш. действуют в обрядности и частично в быту мусульман.

ШАХСЕЙ-ВАХСЕЙ - см. Ашура.

ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965) - нем.-франц. философ-гуманист, теолог, лауреат Нобелевской пре­мии мира, прогрес. обществ, дея­тель. Много лет проработал вра­чом в Африке (Габон). В основе филос. воззрений Ш. („нового ра­ционализма ) лежит „благогове­ние перед жизнью , в к-ром Ш. видит перспективу морального совершенствования человечества. К осуществлению гуманистич. идеалов ведут, по Ш., не соц. пре­образования, а усилия отд. людей, направл. на улучшение природы человека. Оптимизм Ш. носил религ. оттенок и сочетался с этич. толкованием образа Христа. В це­лом филос. взгляды Ш. носили эклектич. характер. Осн. труды: „Философия культуры (в 2-х тт., 1923-1929), „Культура и этика (1923).

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814—1861) - укр. поэт и худож­ник, революционер-демократ. В своих произведениях остро кри­тиковал самодержавно-крепост-нич. строй. Ш. был материалистом, выступал как атеист. Религию счи­тал орудием духовного порабоще­ния трудящихся масс. В доступной для народа форме показывал реакц. роль религ. идеологии и ду­ховенства. Средством преодоле­ния религии считал распространение среди народа знаний. Но Ш. не смог объяснить соц.-клас. корней религии и указать пути ее преодо­ления.

ШЕЙНМАН Михаил Маркович (1902-1977) - сов. историк, ис­торик религии, пропагандист ате­изма, один из основателей и руко­водителей Союза воинств, безбож­ников, зам. ред. газ. „Безбожник . Специализировался по истории католицизма и по критике христ. социализма. Осн. работы - „Вати­кан и католицизм XIX и нач. XX вв. (1958), „Христианский социализм (1969), „От Пия ГХ до Павла VI (1979).

ШЕЙТАН, шайтан - то же, что Иблис.

ШЕЙХ (араб., букв. — старец) - 1) глава или предводитель рода, племени или союза племен у ара­бов-кочевников; 2) Ш. называют также руководителей ислам, общин, видных богословов, законо­ведов.

ШЕЙХ-УЛЬ-ИСЛАМ (араб., букв. - старейшина ислама) - 1) с 11 в. - почетный титул видных мусульм. богословов (улемов); 2) в Тур­ции (с сер. 16 в. по 1924) - глава мусульм. духовенства (гл. муф­тий), назначавшийся султаном; 3) в Иране при династии сефеви-дов (16—18 вв.) — один из гл. духовных судей, назначавшихся шахом; глава духовн. управления мусульман Закавказья.

ШЕЛЕР Макс (1874-1928) - нем. философ, представитель феноме­нологии и антропологии филос. В 1916 принял католичество. Ш. пытался создать систему „абсолют, ценностей . Трактовка Ш. феноменологич. метода близка экзистен­циализму. Ш. считается одним из основоположников феноменоло­гии религии, к-рая должна изучать „сущность святого , формы, в к-рых „святое открывается чело­веку, а также сам акт веры, с по­мощью к-рого человек восприни­мает содержание божеств, откро­вения. Т. обр., феноменология религии Ш. целиком базируется на теология, предпосылках. Осн. труд - „О вечном в человеке (1921).

ШЕЛЛИ Перси Биши (1792-1822) — англ. поэт и мыслитель. В своих поэтич. сочинениях, осо­бенно в философ, поэме „Короле­ва Маб (1813) и примечаниях к ней, а также в философско-политич. и атеистич. произведе­ниях („Необходимость атеизма , „Опровержение деизма , „Опыт о христианстве и др.) выступал с острой критикой соврем, ему бурж. об-ва, пропагандировал идеи социализма, свободомыслия и атеизма, боролся со всеми фор­мами религ. предрассудков, фана­тизмом и ханжеством защитников религии и церкви.

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - нем. фило­соф. Развивал идеи натурфилосо­фии и „философии тождества бытия и мышления, к-рые сделали его одним из крупнейших пред­ставителей классич. нем. идеализ­ма. Впоследствии перешел к „по­зитивной философии , противо­поставляемой „отриц. филосо­фии разума и состоящей, по Ш., из философии мифологии и фило­софии откровения. С этой т. зр. мифология как продукт сознания, подпавшего под власть божеств, космич. потенций, подготавливает религию откровения, христианст­во. Опред. науч. интерес представ­ляет у Ш. концепция развития мифа.

ШЕСТОВ Лев Исаакович (наст, фамилия Шварцман; 1866-1938) - рус. религ. философ и публицист. С 1920 - в эмигра­ции. Ш. критикует рационализм в философии, этике и даже теоло­гии. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по его мнению, только общее, менее всего ценное для человека как неповторимой индивидуаль­ности. Разум не может разгадать тайну человеч. существования, объяснить трагич. положение че­ловека в мире, его страданий. Только вера в библ. бога откры­вает путь к спасению и истине. Эта вера, стоящая выше разума и этики, есть, по Ш., свобода, в к-рой для того, кто верит в бога, взявшего на себя грехи людей, нет ничего невозможного. Ш. при­знает, что здесь мысль достигает „верха бессмыслицы , но так и должно быть, ибо экзистенциаль­ная философия, к представителям к-рой он себя причисляет, опира­ется на абсурд. Учение Ш. - одна из форм оправдания религии. Соч.: „Апофеоз беспочвенности (1905), „На весах Иова (1929), „Афины и Иерусалим (опуб. 1951).

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671-1713) — англ. писатель-моралист, эстетик, представитель свободомыслия, деист. Ш. развил античную идею единства красоты и добра. Гл. жизн. ценность - красота человеч. души; нравст­венность - прирожденное челове­ческое свойство, не зависящее от веры в бога и внешних влияний. Ш. считал критерием добродетели содействие общему благу, высту­пал против фанатизма религ., уче­ния о загробном воздаянии. Ока­зал влияние на бурж. просвети­телей.

ШИВА - один из богов тримурти - индуист. троицы; высш. бог для последователей шиваизма, со­гласно к-рому во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Ш., уничтожающего и возрождающего все существующее. Ш. в начале космич. цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает.

ШИИЗМ (от араб. шиа - группи­ровка, партия, сторонники) - второе по числу приверженцев на­правление в исламе (после сун­низма). Шииты признают Коран „божеств, откровением , однако считают, что в османовой его ре­дакции опущены аяты, имеющие отношение к. Али. В сунне призна­ют только те хадисы, к-рые вос­ходят к Али. В дополнение к это­му имеют свое „предание — ахбары, сборники к-рых вместе с Ко­раном являются источником шариата. Шииты считают, что пра­во   быть   наследником   миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его по­томкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов Ш. в 7-9 вв. распался на несколь­ко ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов. Секта кайсани­тов исчезла в 11 в. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты верят, что таких наследников -имамов было 11, начиная с Али, а 12-й по имени Мухаммед аль-Махди в кон. 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда на­ступит эпоха справедливости и благоденствия. „Скрытый имам считается руководителем шиитов. Ш. учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоят, суж­дения по религ. и правовым воп­росам) сохраняется за муджтахи-дами „скрытого имама . Обряды в Ш. мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем ши­иты совершают паломничество в Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связан­ные с именами шиитских имамов. Как и сунниты, они празднуют день рождения Мухаммеда - мавлюд, кроме того, отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусей­ну, кульминацией к-рого является ашура. В наст. вр. последователи Ш. живут в Иране, Ираке (имами­ты), в Афганистане, Индии, Па­кистане (исмаилиты), Йеменской Арабской Республике, НДРИ (зейдиты), Ливане и ряде др. араб, стран. Большинство мусуль­ман в Азерб. ССР исповедуют Ш. имамитского толка. Есть ши­иты (исмаилиты) в Горно-Бадах-шан. автоном. обл. Небольшие группы шиитов проживают в Узб. ССР, Туркмен. ССР, Арм. ССР, Груз. ССР и в Даг. АССР.

ШИНТОИЗМ - см. Синтоизм.

ШЛЕНЕРМАХЕР Фридрих Даниэль Эрнст (1768-1834) - нем. бого­слов, филосов и обществ, деятель. Признавал существование некоего мир. единства, бога, в к-ром при­миряются все противоположности и к-рый открывается лишь непосредств. знанию. Критиковал как Ветхий, так и Новый заветы, но с позиций религ. мировоззре­ния. Религию Ш. выводил из внутр. переживаний субъекта. Его учение оказало влияние на развитие про­тест, теологии в 19 в.

ШМИДТ Вильгельм (1868-1954)-австр. этнограф и лингвист, като-лич. священник. Свои обширные этнографич. знания использовал для обоснования богосл. теории „первобытн. божеств, откровения и основанной на ней теории прамонотеизма. Осн. труд - „Происхож­дение идеи бога (в 12-ти тт., 1912-1952).

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (псевдоним Шолома Нохумовича Рабиновича, 1859-1916) - евр. писатель-де­мократ, один из родоначальников лит-ры на языке идиш. Значит, место в худож. творчестве Ш.-А. занимала борьба с религ. мрако­бесием („Касриловка , „Моноло­ги ) . Ш.-А. осмеивал иуд. догмат о потустороннем мире („Царствие небесное ), мессианск. чаяния („Мечтатели ), обряды и ритуалы иудаизма („Могилы предков , „Мистер Грин находит занятие , „Берл Айзик и др.). В гл. своих произведениях („Тевье-молоч­ник , „Мальчик Мотл ) Ш.-А. с особой силой выразил протест против порядков, насаждавшихся и поддерживавшихся в евр. среде царскими властями и иуд. клери­калами.

ШОПЕНГАУЭР Артур (1788-1860) - нем. философ, сторонник иррационализма и волюнтаризма. Ш. полагал, что только интуитив. познанию открывается сущность мира как воля на различных сту­пенях ее объективации. Будучи пессимистом, Ш. считал страдание присущим жизни; единственный путь спасения - уничтожение воли к жизни, полное отсутствие жела­ний, аскетизм. Человек одинок и предоставлен самому себе, несмот­ря на то что он создает себе мир демонов, богов и святых, мир ре­лигии и суеверий. В понимании страдания и избавления от него Ш. близок будд, учению о нирване; он противопоставлял идеи брахма­низма и буддизма исламу и хрис­тианству, но в особенности иуда­изму.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - нем. философ-идеалист. Наиболее известная работа — „За­кат Европы (1920-1922). Ш. ис­пытал большое влияние Ницше. Его философия отличается ирра­ционализмом и историч. песси­мизмом. В „Закате Европы Ш. критикует идею соц. прогресса и противопоставляет ей свою фило­софию культуры, согласно к-рой культура каждого народа резко отделена от др. культурных сис­тем (всего их в истории челове­чества 8). В основе каждой из них - „первофеномен культуры , к-рый Ш. характеризует с позиций иррационализма и „философии жизни .

ШПИЦБЕРГ Иван Анатольевич (1881-1933) - организатор и ру­ководитель науч. об-ва и издатель­ства „Атеист (1922), редактор одноименного журнала. Под руко­водством Ш. была создана библио­тека атеистич. лит-ры зарубежных авторов. Об-во осуществило пере­вод книг П. Гольбаха, А. Древса, Дж. Робертсона, Г. Даумера, Дж. Фрейзера, Л. Таксиля и др.

ШТЕРНБЕРГ Лев Яковлевич (1861-1927) - этнограф, историк религии. За принадлежность к народовольч. орг-ции был сослан на о. Сахалин. Здесь Ш. занялся изу­чением языка, семейно-бытовых отношений, религ. верований ко­ренного населения, особенно нив­хов (гиляков). После Октябрь­ской революции внес большой вклад в изучение малых народов Севера, был одним из организа­торов рабфака сев. народностей. Но идеалистич. позиция народни­чества наложила отпечаток на науч. исследования ученого. Ш. отрывал явления духовной куль­туры от условий материальной жизни, идеализировал обществ, жизнь отсталых народов. Осн. труд - „Первобытная религия в   свете   этнографии       (1936).

ШТРАУС Давид Фридрих (1808-1874) — нем. философ-младоге­гельянец, историк христианства, принадлежал к тюбингенской школе, но был последовательнее в критике учения о Христе и Но­вого завета. Особую роль сыграли его „Жизнь Иисуса (1835), „Ста­рая и новая вера (1872). Пришел к выводу об историч. недостовер­ности и мифич. характере боль­шинства сообщений евангелий. В последние годы жизни несколь­ко смягчил антихрист, направлен­ность своих работ, пытался синте­зировать религию и пантеистич. философию.

ШТУНДИЗМ (от нем. Stunde - час) - название, применявшееся царской администрацией и правосл. церковью к сектант, тече­ниям, появившимся в России после реформы 1861 в результате деятельности протест, проповед­ников в нем. колониях. Для укр. и рус. батраков они организовы­вали релит, беседы и „библ. часы („бибельштунден ). Ш. по­лучил довольно широкое распро­странение среди крестьян и ремес­ленников. Неоднородность состава общин привела к образованию в Ш. различных течений. Привер­женцами „южнорус. штунды бы­ли в основном укр. крестьяне. Они выступали против эксплуата­ции и крупной частной собствен­ности как источника зла, за спра­ведливое распределение земных богатств. Миру несправедливости противопоставляли бога, от к-рого ждали осуществления своих соц. чаяний. Последователи „велико­рус, штунды именовали себя „истин, христианами , осуждали „мироедство , создавали в общи­нах кассы взаимопомощи, занима­лись благотворительностью. Ш. отвергал правосл. церковь, ее иерархию, таинства и др. В кон. 19 в. наиболее радикальные эле­менты порвали со Ш. В нем стали преобладать  умеренные  группировки, к-рые постепенно слились с баптизмом.

ШУ - в др.-егип. мифологии - бог воздушного пространства (его имя переводится как „пустота ), к-рый, опираясь на бога земли Геба, поддерживает богиню неба Нут. Изображался в образе челове­ка с пером на голове.

ШУЛХАН-АРУХ (др.-евр. - накры­тый стол) - свод религ. предписа­ний ср.-век. талмудич. иудаизма, составленный раввином Иосифом Каро в 1550-1559. Состоит из 4 частей. 2 первые содержат пра­вила проведения иуд. богослуже­ний, праздников, пищевых ритуа­лов и др. 2 последние трактуют нормы семейного и гражд. права. В наст. вр. в иудаизме наметилась тенденция к приспособлению Ш.-А. к совр. условиям.

ШУЛЬЦ Иоганн Генрих (1739-1823) - нем. просветитель, с 1765 - лютеран, пастор. В работах „Философское рассмотрение тео­логии и религии вообще и иудей­ской в частности (1784) и „До­казательство огромного различия между моралью и религией (1788) выступил против религии. Идея бога, по Ш., есть перенесение черт деятельности человека на некое высш. существо; религия - результат страха и невежества, носит исторически преходящий характер. Отвергал обвинения атеистов в аморализме и фана­тизме. Религия и мораль, по Ш., несоединимы; религ. предписания безосновательны и бесполезны, сстеств. мораль основана на разу­ме и составляет духовное богат­ство человека. Религ. мораль есть искаженная естеств. мораль. За критику религии Ш. в 1791 был привлечен к суду и отстранен от должности священника.

ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - см. Вавилонская религия

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Словарь Атеиста:

ЛАБ - ЛОК

ЛАБЕРТОНЬЕР Люсьен (1860-1932) - франц. католич. философ и теолог, представитель „католич. модернизма — ре...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...