ШАБ - ШУМ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ШАБУОТ, шевуот (др.-евр. - праздник недель) - иуд. праздник, первоначально земледельческий („праздник жатвы — Исх. 23 : 16), впоследствии истолкованный как праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею. Дата его празднования в Библии не обозначена, однако иуд. богословы считают, что Ш. приходится на 50-й день после первого дня пасхи (отсюда рус. название Пятидесятница).
ШАККА Микеле Федерико (род. в 1908) - итал. философ-идеалист, представитель т. н. христ. спиритуализма. Центр, пунктом разрабатываемой Ш. „философии целостности является положение об индивиде, к-рый в своем „объективном внутр. опыте интуитивно воспринимает идею абсолют, бытия (бога), трансцендентную и одновременно имманентную индивид, сознанию. Выступает против обновленческих тенденций в совр. католицизме, в части, против диалога с инакомыслящими, в т. ч. и с марксистами (см. Диалог марксистов и верующих).
ШАКТИ (санскр. - сила, энергия) - женское творчески-энергетич. начало в индуизме, тантризме, в т. ч. буддийском. Шактизм - почитание Ш., получил наибольшее развитие в шиваизме, где Ш. персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы (Парвати, Дурге, Кали). Все наименования Ш. связаны с богиней-матерью Махашакти, или Деви. Наиболее ревностные последователи культа Ш. составляют секту шактиев.
ШАКЬЯ-МУНИ, Сакья-муни (санскр. - мудрец из племени шакьев) - наиболее распространенное имя (прозвище) легенд. основоположника буддизма, применяемое к тому периоду его жизни, когда он уже получил „просветление , т. е. стал Буддой.
ШАМАНСТВО - широкий круг анимистич. верований и культ, характерные для периода разложения первобытнообщин. строя и охватывающие почти всю религ. практику об-ва. Специфич. черта Ш.- вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалась также способность предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить от болезней, вызывать изменения в природе, провожать умерших в подземный мир и т. д. Претендент в шаманы должен быть отмечен „шаманск. болезнью , проявляющейся, в части., в расстройстве психики (считалось, что духи пересотворяют такого человека - убивают, затем воскрешают, но уже в ином качестве). „Шаманск. дар считался наследственным. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) под сопровождение ударов бубна, колотушки или иного муз. инструмента, к-рый наделялся мистич. свойствами и был тесно связан с жизнью шамана. Опытные шаманы были обычно искусными гипнотизерами, чревовещателями, иллюзионистами, а также певцами, поэтами, сказителями. Обрядность, одежда, ритуальные предметы, представления о духах у шаманов разных народов заметно различались.
ШАМАШ - в вавилоно-ассир. мифологии - бог солнца и справедливости, сын бога луны Сина.
ШАМБАЛА - название мифич. страны-хранительницы буддизма. Учение о Ш. занимает важное место в тантрийском буддизме (см. Тантризм) и тесно связано с таким его направлением, как кала-чакра („колесо времени ). Пророчества о „шамбалинской войне , к-рую поведет один из царей Ш. против еретиков, входят составной частью в эсхатологию ламаизма.
ШАН-ДИ - верховный владыка, высш. божество политеистич. народной религии др. китайцев. Представление о нем зародилось приблизительно во 2-м тысячелетии до н. э. В термине „ди , а затем и „Ш. объединялись понятия божества и предков - покровителей царствующего дома. В 1-м тысячелетии до н. э. культ Ш. слился с культом неба, а понятия „Ш. , „Тянь (небо) и „Тянь-ди (небесный правитель) стали употребляться как синонимы. Божеству Ш. приносились жертвы, в т. ч. человеческие, чтобы обеспечить его содействие в любых начинаниях и их успех. После появления в Китае христианства термин „Ш. стал использоваться для обозначения понятия „бог .
ШАНКАРА (предположительно 788-820) - инд. религ. мыслитель. Создал множество трактатов, отстаивая в них вечность и непогрешимость вед, к-рые считал единственным источником познания. Учение Ш. - последоват. идеалистич. монизм, признающий реальность только безликого божества Брахмана. Весь же мир явлений Ш. считал неподлинным и отрицал существование материи. Разум может выступать, согласно учению Ш., лишь как „союзник свящ. писания, будучи полностью подчиненным свидетельству вед. Только высшие касты имеют право на изучение вед, и, следоват., только им доступно овладение истиной, и лишь они могут достигнуть „освобождения .
ШАРИАТ (араб, шариа, букв. — надлежащий путь) - свод норм мусульм. права, морали, религ. предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Ш. основывается на Коране и Сунне. Его разработка была завершена в 11-12 вв. в период развитого феодализма на Ближн. и Ср. Востоке. Ш. признает частную собственность незыблемым установлением Аллаха. Распространение ка-питалистич. отношений в странах зарубежного Востока привело к уменьшению действия юридич. норм Ш. и замене их нормами бурж. права. В 70-х гг. 20 в. мусульм. теологи и правоведы усилили призывы восстановить действие правовых норм Ш. в странах, где ислам является гос. религией, выдавая это за путь обеспечения соц. справедливости и народного благосостояния. В СССР предписания Ш. действуют в обрядности и частично в быту мусульман.
ШАХСЕЙ-ВАХСЕЙ - см. Ашура.
ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965) - нем.-франц. философ-гуманист, теолог, лауреат Нобелевской премии мира, прогрес. обществ, деятель. Много лет проработал врачом в Африке (Габон). В основе филос. воззрений Ш. („нового рационализма ) лежит „благоговение перед жизнью , в к-ром Ш. видит перспективу морального совершенствования человечества. К осуществлению гуманистич. идеалов ведут, по Ш., не соц. преобразования, а усилия отд. людей, направл. на улучшение природы человека. Оптимизм Ш. носил религ. оттенок и сочетался с этич. толкованием образа Христа. В целом филос. взгляды Ш. носили эклектич. характер. Осн. труды: „Философия культуры (в 2-х тт., 1923-1929), „Культура и этика (1923).
ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814—1861) - укр. поэт и художник, революционер-демократ. В своих произведениях остро критиковал самодержавно-крепост-нич. строй. Ш. был материалистом, выступал как атеист. Религию считал орудием духовного порабощения трудящихся масс. В доступной для народа форме показывал реакц. роль религ. идеологии и духовенства. Средством преодоления религии считал распространение среди народа знаний. Но Ш. не смог объяснить соц.-клас. корней религии и указать пути ее преодоления.
ШЕЙНМАН Михаил Маркович (1902-1977) - сов. историк, историк религии, пропагандист атеизма, один из основателей и руководителей Союза воинств, безбожников, зам. ред. газ. „Безбожник . Специализировался по истории католицизма и по критике христ. социализма. Осн. работы - „Ватикан и католицизм XIX и нач. XX вв. (1958), „Христианский социализм (1969), „От Пия ГХ до Павла VI (1979).
ШЕЙТАН, шайтан - то же, что Иблис.
ШЕЙХ (араб., букв. — старец) - 1) глава или предводитель рода, племени или союза племен у арабов-кочевников; 2) Ш. называют также руководителей ислам, общин, видных богословов, законоведов.
ШЕЙХ-УЛЬ-ИСЛАМ (араб., букв. - старейшина ислама) - 1) с 11 в. - почетный титул видных мусульм. богословов (улемов); 2) в Турции (с сер. 16 в. по 1924) - глава мусульм. духовенства (гл. муфтий), назначавшийся султаном; 3) в Иране при династии сефеви-дов (16—18 вв.) — один из гл. духовных судей, назначавшихся шахом; глава духовн. управления мусульман Закавказья.
ШЕЛЕР Макс (1874-1928) - нем. философ, представитель феноменологии и антропологии филос. В 1916 принял католичество. Ш. пытался создать систему „абсолют, ценностей . Трактовка Ш. феноменологич. метода близка экзистенциализму. Ш. считается одним из основоположников феноменологии религии, к-рая должна изучать „сущность святого , формы, в к-рых „святое открывается человеку, а также сам акт веры, с помощью к-рого человек воспринимает содержание божеств, откровения. Т. обр., феноменология религии Ш. целиком базируется на теология, предпосылках. Осн. труд - „О вечном в человеке (1921).
ШЕЛЛИ Перси Биши (1792-1822) — англ. поэт и мыслитель. В своих поэтич. сочинениях, особенно в философ, поэме „Королева Маб (1813) и примечаниях к ней, а также в философско-политич. и атеистич. произведениях („Необходимость атеизма , „Опровержение деизма , „Опыт о христианстве и др.) выступал с острой критикой соврем, ему бурж. об-ва, пропагандировал идеи социализма, свободомыслия и атеизма, боролся со всеми формами религ. предрассудков, фанатизмом и ханжеством защитников религии и церкви.
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - нем. философ. Развивал идеи натурфилософии и „философии тождества бытия и мышления, к-рые сделали его одним из крупнейших представителей классич. нем. идеализма. Впоследствии перешел к „позитивной философии , противопоставляемой „отриц. философии разума и состоящей, по Ш., из философии мифологии и философии откровения. С этой т. зр. мифология как продукт сознания, подпавшего под власть божеств, космич. потенций, подготавливает религию откровения, христианство. Опред. науч. интерес представляет у Ш. концепция развития мифа.
ШЕСТОВ Лев Исаакович (наст, фамилия Шварцман; 1866-1938) - рус. религ. философ и публицист. С 1920 - в эмиграции. Ш. критикует рационализм в философии, этике и даже теологии. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по его мнению, только общее, менее всего ценное для человека как неповторимой индивидуальности. Разум не может разгадать тайну человеч. существования, объяснить трагич. положение человека в мире, его страданий. Только вера в библ. бога открывает путь к спасению и истине. Эта вера, стоящая выше разума и этики, есть, по Ш., свобода, в к-рой для того, кто верит в бога, взявшего на себя грехи людей, нет ничего невозможного. Ш. признает, что здесь мысль достигает „верха бессмыслицы , но так и должно быть, ибо экзистенциальная философия, к представителям к-рой он себя причисляет, опирается на абсурд. Учение Ш. - одна из форм оправдания религии. Соч.: „Апофеоз беспочвенности (1905), „На весах Иова (1929), „Афины и Иерусалим (опуб. 1951).
ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671-1713) — англ. писатель-моралист, эстетик, представитель свободомыслия, деист. Ш. развил античную идею единства красоты и добра. Гл. жизн. ценность - красота человеч. души; нравственность - прирожденное человеческое свойство, не зависящее от веры в бога и внешних влияний. Ш. считал критерием добродетели содействие общему благу, выступал против фанатизма религ., учения о загробном воздаянии. Оказал влияние на бурж. просветителей.
ШИВА - один из богов тримурти - индуист. троицы; высш. бог для последователей шиваизма, согласно к-рому во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Ш., уничтожающего и возрождающего все существующее. Ш. в начале космич. цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает.
ШИИЗМ (от араб. шиа - группировка, партия, сторонники) - второе по числу приверженцев направление в исламе (после суннизма). Шииты признают Коран „божеств, откровением , однако считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к. Али. В сунне признают только те хадисы, к-рые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое „предание — ахбары, сборники к-рых вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов Ш. в 7-9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов. Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты верят, что таких наследников -имамов было 11, начиная с Али, а 12-й по имени Мухаммед аль-Махди в кон. 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. „Скрытый имам считается руководителем шиитов. Ш. учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоят, суждения по религ. и правовым вопросам) сохраняется за муджтахи-дами „скрытого имама . Обряды в Ш. мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем шииты совершают паломничество в Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связанные с именами шиитских имамов. Как и сунниты, они празднуют день рождения Мухаммеда - мавлюд, кроме того, отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусейну, кульминацией к-рого является ашура. В наст. вр. последователи Ш. живут в Иране, Ираке (имамиты), в Афганистане, Индии, Пакистане (исмаилиты), Йеменской Арабской Республике, НДРИ (зейдиты), Ливане и ряде др. араб, стран. Большинство мусульман в Азерб. ССР исповедуют Ш. имамитского толка. Есть шииты (исмаилиты) в Горно-Бадах-шан. автоном. обл. Небольшие группы шиитов проживают в Узб. ССР, Туркмен. ССР, Арм. ССР, Груз. ССР и в Даг. АССР.
ШИНТОИЗМ - см. Синтоизм.
ШЛЕНЕРМАХЕР Фридрих Даниэль Эрнст (1768-1834) - нем. богослов, филосов и обществ, деятель. Признавал существование некоего мир. единства, бога, в к-ром примиряются все противоположности и к-рый открывается лишь непосредств. знанию. Критиковал как Ветхий, так и Новый заветы, но с позиций религ. мировоззрения. Религию Ш. выводил из внутр. переживаний субъекта. Его учение оказало влияние на развитие протест, теологии в 19 в.
ШМИДТ Вильгельм (1868-1954)-австр. этнограф и лингвист, като-лич. священник. Свои обширные этнографич. знания использовал для обоснования богосл. теории „первобытн. божеств, откровения и основанной на ней теории прамонотеизма. Осн. труд - „Происхождение идеи бога (в 12-ти тт., 1912-1952).
ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (псевдоним Шолома Нохумовича Рабиновича, 1859-1916) - евр. писатель-демократ, один из родоначальников лит-ры на языке идиш. Значит, место в худож. творчестве Ш.-А. занимала борьба с религ. мракобесием („Касриловка , „Монологи ) . Ш.-А. осмеивал иуд. догмат о потустороннем мире („Царствие небесное ), мессианск. чаяния („Мечтатели ), обряды и ритуалы иудаизма („Могилы предков , „Мистер Грин находит занятие , „Берл Айзик и др.). В гл. своих произведениях („Тевье-молочник , „Мальчик Мотл ) Ш.-А. с особой силой выразил протест против порядков, насаждавшихся и поддерживавшихся в евр. среде царскими властями и иуд. клерикалами.
ШОПЕНГАУЭР Артур (1788-1860) - нем. философ, сторонник иррационализма и волюнтаризма. Ш. полагал, что только интуитив. познанию открывается сущность мира как воля на различных ступенях ее объективации. Будучи пессимистом, Ш. считал страдание присущим жизни; единственный путь спасения - уничтожение воли к жизни, полное отсутствие желаний, аскетизм. Человек одинок и предоставлен самому себе, несмотря на то что он создает себе мир демонов, богов и святых, мир религии и суеверий. В понимании страдания и избавления от него Ш. близок будд, учению о нирване; он противопоставлял идеи брахманизма и буддизма исламу и христианству, но в особенности иудаизму.
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - нем. философ-идеалист. Наиболее известная работа — „Закат Европы (1920-1922). Ш. испытал большое влияние Ницше. Его философия отличается иррационализмом и историч. пессимизмом. В „Закате Европы Ш. критикует идею соц. прогресса и противопоставляет ей свою философию культуры, согласно к-рой культура каждого народа резко отделена от др. культурных систем (всего их в истории человечества 8). В основе каждой из них - „первофеномен культуры , к-рый Ш. характеризует с позиций иррационализма и „философии жизни .
ШПИЦБЕРГ Иван Анатольевич (1881-1933) - организатор и руководитель науч. об-ва и издательства „Атеист (1922), редактор одноименного журнала. Под руководством Ш. была создана библиотека атеистич. лит-ры зарубежных авторов. Об-во осуществило перевод книг П. Гольбаха, А. Древса, Дж. Робертсона, Г. Даумера, Дж. Фрейзера, Л. Таксиля и др.
ШТЕРНБЕРГ Лев Яковлевич (1861-1927) - этнограф, историк религии. За принадлежность к народовольч. орг-ции был сослан на о. Сахалин. Здесь Ш. занялся изучением языка, семейно-бытовых отношений, религ. верований коренного населения, особенно нивхов (гиляков). После Октябрьской революции внес большой вклад в изучение малых народов Севера, был одним из организаторов рабфака сев. народностей. Но идеалистич. позиция народничества наложила отпечаток на науч. исследования ученого. Ш. отрывал явления духовной культуры от условий материальной жизни, идеализировал обществ, жизнь отсталых народов. Осн. труд - „Первобытная религия в свете этнографии (1936).
ШТРАУС Давид Фридрих (1808-1874) — нем. философ-младогегельянец, историк христианства, принадлежал к тюбингенской школе, но был последовательнее в критике учения о Христе и Нового завета. Особую роль сыграли его „Жизнь Иисуса (1835), „Старая и новая вера (1872). Пришел к выводу об историч. недостоверности и мифич. характере большинства сообщений евангелий. В последние годы жизни несколько смягчил антихрист, направленность своих работ, пытался синтезировать религию и пантеистич. философию.
ШТУНДИЗМ (от нем. Stunde - час) - название, применявшееся царской администрацией и правосл. церковью к сектант, течениям, появившимся в России после реформы 1861 в результате деятельности протест, проповедников в нем. колониях. Для укр. и рус. батраков они организовывали релит, беседы и „библ. часы („бибельштунден ). Ш. получил довольно широкое распространение среди крестьян и ремесленников. Неоднородность состава общин привела к образованию в Ш. различных течений. Приверженцами „южнорус. штунды были в основном укр. крестьяне. Они выступали против эксплуатации и крупной частной собственности как источника зла, за справедливое распределение земных богатств. Миру несправедливости противопоставляли бога, от к-рого ждали осуществления своих соц. чаяний. Последователи „великорус, штунды именовали себя „истин, христианами , осуждали „мироедство , создавали в общинах кассы взаимопомощи, занимались благотворительностью. Ш. отвергал правосл. церковь, ее иерархию, таинства и др. В кон. 19 в. наиболее радикальные элементы порвали со Ш. В нем стали преобладать умеренные группировки, к-рые постепенно слились с баптизмом.
ШУ - в др.-егип. мифологии - бог воздушного пространства (его имя переводится как „пустота ), к-рый, опираясь на бога земли Геба, поддерживает богиню неба Нут. Изображался в образе человека с пером на голове.
ШУЛХАН-АРУХ (др.-евр. - накрытый стол) - свод религ. предписаний ср.-век. талмудич. иудаизма, составленный раввином Иосифом Каро в 1550-1559. Состоит из 4 частей. 2 первые содержат правила проведения иуд. богослужений, праздников, пищевых ритуалов и др. 2 последние трактуют нормы семейного и гражд. права. В наст. вр. в иудаизме наметилась тенденция к приспособлению Ш.-А. к совр. условиям.
ШУЛЬЦ Иоганн Генрих (1739-1823) - нем. просветитель, с 1765 - лютеран, пастор. В работах „Философское рассмотрение теологии и религии вообще и иудейской в частности (1784) и „Доказательство огромного различия между моралью и религией (1788) выступил против религии. Идея бога, по Ш., есть перенесение черт деятельности человека на некое высш. существо; религия - результат страха и невежества, носит исторически преходящий характер. Отвергал обвинения атеистов в аморализме и фанатизме. Религия и мораль, по Ш., несоединимы; религ. предписания безосновательны и бесполезны, сстеств. мораль основана на разуме и составляет духовное богатство человека. Религ. мораль есть искаженная естеств. мораль. За критику религии Ш. в 1791 был привлечен к суду и отстранен от должности священника.
ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ - см. Вавилонская религия
Читайте: |
---|