ЮБИ - ЮРО
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЮБИЛЕЙНЫЕ (СВЯТЫЕ) ГОДЫ - первоначально - официально установленные папой Бонифацием VIIIв 1300 столетние юбилеи церкви. Однако уже в 1343 интервал между Ю. г. был сокращен до 50 лет, а в 1389 - до 33 лет (срок земной жизни Христа по еванг. легенде). В 1470 было решено отмечать юбилей церкви каждые 25 лет. Ю. г. - это религ.-пропагандист. акция, направленная на укрепление авторитета папства, усиление религиозности и пополнение церк. казны. 24 декабря 1974 папа Павел VIвозвестил о начале очередного св. года. С 25 марта 1983 по 22 апреля 1984 был проведен внеочередной св. год.
ЮЖНОАРАВИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - термин, к-рым условно обозначаются верования и культы народов, населявших в 1 тыс. до н. э. Южн. Аравию и находившихся на стадии формирования рабовлад. об-ва. Ю.-а. р. обнаруживает много общих черт с вавилонской и финикийской религиями. В ней преобладали астральные культы. В качестве верховного божества почитался бог луны, к-рый у нек-рых южноаравийских народов, назывался, как и у вавилонян, Син. Поклонялись также богу утренней звезды Атару и богине солнца Шамс. Жречество, имевшее большие земельные владения и собиравшее с земледельцев десятину, оказывало влияние на все стороны жизни об-ва.
ЮЛИАН Флавий Клавдий (Отступник) - римск. император (361-363). Сделал попытку восстановить почитание старых богов и выступил против христианства. Он возвратил языч. храмам отобранное при его дяде императоре-христианине Констанции имущество, вернул на родину сосланных противников христианства, запретил учителям-христианам преподавать в школах и т. д. По своим филос. взглядам Ю. примыкал к неоплатоникам. Погиб в 363 в битве с персами. Его преемники восстановили христианство в качестве гос. религии Римск. империи. Церковь прозвала Ю. „отступником .
ЮМ Дэвид (1711-1776) - англ. (шотл.) философ, субъективный идеалист, экономист, историк и публицист, основоположник новоевроп. агностицизма. Сомневаясь в достоверности человеч. знаний о мире, Ю. признавал недоказуемым и существование бога и души как духовных субстанций. В своих трудах Ю. значит, внимание уделял истории религии, ее происхождению. Политеизм он выводил из житейских забот, надежд и страхов людей. Переход к монотеизму связывал с осознанием рационального порядка во Вселенной. Отрицая церк. догмы, критикуя релит, мораль и нетерпимость, Ю. выступал за создание естеств. религии для народных масс. Суеверию „народных религий он противопоставлял не науч. мировоззрение, а доктрину, близкую к деизму. Осн. работы по проблемам религии: „Диалоги о естественной религии (1751-1757), „Естественная история религии (1755-1757).
ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейц. психолог и философ, основатель т. н. „аналитич. психологии . В нач. 20 в. Ю. был активным сторонником и пропагандистом идей 3. Фрейда. Начиная с 1913 создавал свою собственную психо-логич. концепцию. Рационализму и свободомыслию Фрейда Ю. противопоставил учение, в основе к-рого лежат откровенный иррационализм и фидеизм, что ярко проявилось в его концепции „коллективного бессознательного , коренящегося в психике человека. „Коллективное бессознательное содержит „архетипы - некие символы, идеи и представления, свойственные якобы всему человеч. роду. Учение об „архетипах , по сути дела, было воскрешением идеалистич. концепции „врожденных идей . „Коллективному бессознательному Ю. приписывал атрибуты бога. Ю. выступал за сотрудничество психологии и теологии. В противоположность Фрейду он подчеркивал необходимость веры в бога для психич. здоровья человека.
ЮНОНА - в римск. мифологии одна из верховных богинь, сестра и супруга Юпитера. Почиталась как покровительница женщин, а также (вместе с Юпитером и Минервой) - Римск. гос-ва. Соответствует Гере в греч. мифологии.
„ЮНЫЕ БЕЗБОЖНИКИ - ежемесячный журнал, орган ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса РСФСР И Центр, совета Союза воинств, безбожников СССР; издавался в Москве в 1931-1933. „Ю. Б. давал широкую и занимат. информацию по истории религии и атеизма, естествознанию, технике, а также об атеистич. движении среди юношества в СССР и за рубежом.
ЮПИТЕР - в римск. мифологии царь богов, властитель и покровитель мира, бог неба (громовержец) , податель плодородия, изобилия, победы, исцеления, охранитель правопорядка. В Др. Риме храм Ю. на Капитолийском холме был центром религ. жизни. Соответствует Зевсу в др.-греч. мифологии.
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1826—1874) - рус. религ. философ, педагог. Разрабатывал проблемы христ. антропологии и в этой связи активно боролся с материа-листич. пониманием сущности человека. В основе антропологии Ю. - библ. учение о роли „сердца как средоточия всей духовной жизни человека, являющегося, согласно Ю., предпосылкой истинного познания. Ю. отстаивал принцип независимости духовного начала от материального. Оказал заметное влияние на В. Соловьева и др. представителей филос. идеализма в России.
ЮРОДИВЫЕ - психически неполноценные люди, к-рых церковь рассматривает как лиц, „сознательно отрешившихся от обычного употребления разума , но обладающих даром прорицания, обличавших несправедливость, говоривших „правду в глаза сильным мира сего . Церк. авторы рассматривают юродство как специфич. форму соц. протеста, а Ю. - как выразителей чаяний народных масс. В житиях таких известных на Руси Ю., как Прокопий Устюжский (14 в.), Николай Кочанов (14 в.), Василий Блаженный (15-16 вв.) и др., подчеркивается, что они были тесно связаны с народом, выступали в его защиту. Однако в действительности большинство рассказов об обличениях Ю. власть имущих вымышлено. Эти вымыслы преследовали цель представить юродство в качестве единственно приемлемой и действенной формы соц. протеста. Церковь объявляла Ю. людьми, отмеченными „божьей печатью , пользующимися особым расположением всевышнего. Культ Ю. широко пропагандировался в массах. Многие из них причислены церковью к лику святых.
Читайте: |
---|