Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ЮБИ - ЮРО

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЮБИЛЕЙНЫЕ  (СВЯТЫЕ) ГОДЫ - первоначально - официаль­но установленные папой Бонифа­цием VIIIв 1300 столетние юби­леи церкви. Однако уже в 1343 интервал между Ю. г. был сокра­щен до 50 лет, а в 1389 - до 33 лет (срок земной жизни Христа по еванг. легенде). В 1470 было ре­шено отмечать юбилей церкви каждые 25 лет. Ю. г. - это религ.-пропагандист. акция, направлен­ная на укрепление авторитета папства, усиление религиозности и пополнение церк. казны. 24 де­кабря 1974 папа Павел VIвозве­стил о начале очередного св. года. С 25 марта 1983 по 22 апреля 1984 был проведен внеочередной св. год.

ЮЖНОАРАВИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - термин, к-рым условно обознача­ются верования и культы народов, населявших в 1 тыс. до н. э. Южн. Аравию и находившихся на стадии формирования рабовлад. об-ва. Ю.-а. р. обнаруживает много об­щих черт с вавилонской и фини­кийской религиями. В ней преоб­ладали астральные культы. В каче­стве верховного божества почитал­ся бог луны, к-рый у нек-рых южноаравийских народов, назы­вался, как и у вавилонян, Син. Поклонялись также богу утренней звезды Атару и богине солнца Шамс. Жречество, имевшее боль­шие земельные владения и соби­равшее с земледельцев десятину, оказывало влияние на все стороны жизни об-ва.

ЮЛИАН Флавий Клавдий (Отступ­ник) - римск. император (361-363). Сделал попытку восстано­вить почитание старых богов и вы­ступил против христианства. Он возвратил языч. храмам отобран­ное при его дяде императоре-христианине Констанции имуще­ство, вернул на родину сосланных противников христианства, запре­тил учителям-христианам преподавать в школах и т. д. По своим филос. взглядам Ю. примыкал к неоплатоникам. Погиб в 363 в битве с персами. Его преемники восстановили христианство в ка­честве гос. религии Римск. импе­рии. Церковь прозвала Ю. „отступ­ником .

ЮМ Дэвид (1711-1776) - англ. (шотл.) философ, субъективный идеалист, экономист, историк и публицист, основоположник новоевроп. агностицизма. Сомневаясь в достоверности человеч. знаний о мире, Ю. признавал недоказуе­мым и существование бога и души как духовных субстанций. В своих трудах Ю. значит, внимание уделял истории религии, ее происхожде­нию. Политеизм он выводил из житейских забот, надежд и стра­хов людей. Переход к монотеизму связывал с осознанием рациональ­ного порядка во Вселенной. Отри­цая церк. догмы, критикуя релит, мораль и нетерпимость, Ю. высту­пал за создание естеств. религии для народных масс. Суеверию „народных религий он противо­поставлял не науч. мировоззрение, а доктрину, близкую к деизму. Осн. работы по проблемам рели­гии: „Диалоги о естественной ре­лигии (1751-1757), „Естествен­ная история религии (1755-1757).

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейц. психолог и философ, осно­ватель т. н. „аналитич. психоло­гии . В нач. 20 в. Ю. был актив­ным сторонником и пропагандис­том идей 3. Фрейда. Начиная с 1913 создавал свою собственную психо-логич. концепцию. Рационализму и свободомыслию Фрейда Ю. проти­вопоставил учение, в основе к-рого лежат откровенный иррациона­лизм и фидеизм, что ярко прояви­лось в его концепции „коллек­тивного бессознательного , коре­нящегося в психике человека. „Коллективное   бессознательное содержит „архетипы - некие символы, идеи и представления, свойственные якобы всему чело­веч. роду. Учение об „архетипах , по сути дела, было воскрешением идеалистич. концепции „врожден­ных идей . „Коллективному бес­сознательному Ю. приписывал атрибуты бога. Ю. выступал за сотрудничество психологии и теологии. В противоположность Фрейду он подчеркивал необхо­димость веры в бога для психич. здоровья человека.

ЮНОНА - в римск. мифологии одна из верховных богинь, сест­ра и супруга Юпитера. Почиталась как покровительница женщин, а также (вместе с Юпитером и Минервой) - Римск. гос-ва. Со­ответствует Гере в греч. мифо­логии.

„ЮНЫЕ БЕЗБОЖНИКИ - еже­месячный журнал, орган ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса РСФСР И Центр, совета Союза воинств, безбожников СССР; издавался в Москве в 1931-1933. „Ю. Б. давал широкую и занимат. инфор­мацию по истории религии и атеизма, естествознанию, техни­ке, а также об атеистич. движении среди юношества в СССР и за рубежом.

ЮПИТЕР - в римск. мифологии царь богов, властитель и покрови­тель мира, бог неба (громовер­жец) , податель плодородия, изо­билия, победы, исцеления, охрани­тель правопорядка. В Др. Риме храм Ю. на Капитолийском холме был центром религ. жизни. Соот­ветствует Зевсу в др.-греч. мифо­логии.

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1826—1874) - рус. религ. философ, педагог. Разрабатывал проб­лемы христ. антропологии и в этой связи активно боролся с материа-листич. пониманием сущности че­ловека. В основе антропологии Ю. - библ. учение о роли „сердца как средоточия всей духовной жизни человека, являющегося, со­гласно Ю., предпосылкой истинно­го познания. Ю. отстаивал принцип независимости духовного начала от материального. Оказал замет­ное влияние на В. Соловьева и др. представителей филос. идеализма в России.

ЮРОДИВЫЕ - психически непол­ноценные люди, к-рых церковь рассматривает как лиц, „созна­тельно отрешившихся от обычного употребления разума , но обла­дающих даром прорицания, обли­чавших несправедливость, гово­ривших „правду в глаза сильным мира сего . Церк. авторы рассмат­ривают юродство как специфич. форму соц. протеста, а Ю. - как выразителей чаяний народных масс. В житиях таких известных на Руси Ю., как Прокопий Устюж­ский (14 в.), Николай Кочанов (14 в.), Василий Блаженный (15-16 вв.) и др., подчеркивается, что они были тесно связаны с на­родом, выступали в его защи­ту. Однако в действительности большинство рассказов об обли­чениях Ю. власть имущих вы­мышлено. Эти вымыслы пресле­довали цель представить юрод­ство в качестве единственно при­емлемой и действенной формы соц. протеста. Церковь объявляла Ю. людьми, отмеченными „божь­ей печатью , пользующимися осо­бым расположением всевышне­го. Культ Ю. широко пропагандировался в массах. Многие из них причислены церковью к лику святых.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Словарь Атеиста:

КАА – КАШ

„К   ДЕРЕВЕНСКОЙ   БЕДНОТЕ”. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы — работа В. И. Ленина, написанная в 1903. В этой работе наряду с эк...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Кокетничанье с безбоженькой

News image

Молись за тех, Офелия, кому Не страшно жить и умирать не тяжко. Д.Быков Чуть меньше месяца назад появился второй номер журнала Скепсис (...