Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



МАХ - МЕЧ

Понятия и определения - Атеистический словарь

„МАХАБХАРАТА (санскр. -„Сказание о великой битве бхаратов ) др.-инд. эпос, сложивший­ся приблизительно в 6-2 вв. до н. э. Повествует о легенд, борь­бе двух царских династий - Кау-равов и Панданов. „М. является своеобразной энциклопедией ре-лиг, и филос. учений, мифологии, соц. и политич. институтов Др. Индии. Из „М. позаимствованы все гл. идеи индуизма, наиболее полно выраженные в ,,Бхагавадги-те и „Шантипарве . Помимо религ.-идеалистич. взглядов в „М. широко представлены стихийно-материалистич., диалектич., дуалистич. и т. п. взгляды и концеп­ции.

МАХАВИРА (наст, имя Вардхамана, 6 в. до н. э.) - один из крупн. идеологов и проповедников джай­низма. По преданию, М. родился на территории Бихара, принадлежал к кшатрийскому роду. За аскетич. образ жизни получил  прозвища Джина  (победитель) и Махавира (великий герой).

МАХАЯНА (санскр., букв. - боль­шая   колесница,   широкий   путь спасения)  — одно из двух осн. направлений  буддизма,   по-види­мому, зародившееся еще в древ­ности, но получившее распростра­нение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как  утверждала хинаяна, но и любой   мирянин,   соблюдающий обеты   духовного   совершенства (парамиты), возносящий молит­вы, творящий заклинания, при­бегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облег­чают спасение, привлекая культо­выми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешивать­ся в судьбу каждого из сострада­ния к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно ил­люзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с „высш. абсо­лютом , миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М. раев несколько, они подробно и красочно описы­ваются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового ве­рующего, чем абстрактная, туман­ная нирвана. Все это способствова­ло распространению  М.  как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное бо­жество. Бодхисатвы - его эмана­ции. Осн. положения М. стреми­лись подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным толь­ко наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность созна­ния, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхья­мики не признавали реальным и само   индивидуальное   сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескаче­ственна, не  поддается определе­ниям,   не  может  быть  познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями     мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала осно­вой  ряда  школ и направлений более позднего буддизма за преде­лами Индии, в т. ч. и ламаизма.

МАХДИ (араб. - ведомый, здесь - ведомый Аллахом) — мусульм. мессия. Представления о М. заро­дились в шиитских общинах (см. Шиизм). Мечта порабощенных на­родных масс об об-ве равенства и справедливости воплотилась в ве­ру в скорое пришествие „скрыто­го имама , к-рый поможет своим приверженцам установить такой строй. Позднее учение о М. было воспринято суннитами (см. Сун­низм) с поправкой на время при­шествия, к-рое отодвинуто до „конца света . Образ М. исполь­зовался во времена антифеод, дви­жений. Так, лидер бабизма Али Мохаммед, а также возглавивший движение народных масс в Судане (кон. 19 в.) Мухаммед Ахмед считались М.

МАЦА - см. Опресноки.

МАЦУРИ (яп.) - любое синтоист, религ. действо, чаще всего - храмовый праздник. Каждый храм имеет свою собств. дату М. и свои детали обрядности. Обычно М. от­мечается торжеств, службой, пред­ставлениями „кагура (мистерия на мифологич. темы, иногда сцен­ки фарсового характера), выно­сом символа божества (таблички с именем, зеркала или иного св. предмета) в особом паланкине (омикоси) и сопровождающей его процессией. Помимо священников в обрядах М. важную роль играет храмовый актив. В процессиях и мистериях М. торжеств, сакраль­ные элементы часто причудливым образом переплетаются с комиче­скими, а иногда и с эротическими.

МАЦЦОТ - см. Опресноки.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Влади­мирович (1893-1930), рус. сов. поэт. В своем творчестве выразил неприятие бурж. об-ва, его идеоло­гии, в т. ч. религии. В стихах, про­зе, статьях выступал как воинств, атеист. Разоблачению суеверий, по­казу вреда, приносимого религ. праздниками и обрядами, посвя­щены стихи: „Чье рождество , „Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога , „Два опиума , „Долой , „Ханжа и мн. др. Произведения поэта укрепля­ют веру человека в свои силы, возвеличивают науку, коллектив­ный труд, служат борьбе против отживающих обычаев и тради­ций.

МЕГЕРА - в др.-греч. мифологии одна из трех эриний. М. изобража­лась в виде чудовища, у к-рого вместо волос змеи, а в руках фа­кел и бич.

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio, от meditor — размышляю, обдумы­ваю) — психич. активность лично­сти, целью к-рой является дости­жение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполага­ет определенные изменения в про­текании физиологич. и психич. процессов, что. выражается в рас­слабленности человека, отрешен­ности от внешних объектов, пони­жении его реактивности. Сущест­вуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражне­ния, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наибо­лее известная система М. - йога. М. широко применялась в различ­ных религиях как способ отвле­чения человека от эмпирич. мира и „приобщения его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., „духовные упражне­ния иезуитов, „учение о пути в мусульм. суфизме. Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме.

МЕДИУМ (от лат. medius - сред­ний) — с т. зр. последователей спиритизма, посредник между людьми и миром „духов , к-рый якобы способен „вызывать духи умерших. Л. Н. Толстой высмеял шарлатанство М. в комедии „Пло­ды просвещения .

МЕДРЕСЕ (от араб. „Мадраса - место преподавания) - религ. уч. заведение для подготовки мусульм. служителей культа. В СССР функ­ционирует бухарское М. „Мир-Араб .

„МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ („Движе­ние Кришны ) - один из нетрадиц. культов в совр. бурж. об-ве. Возник, в сер. 60-х гг. в США. Основатель - выходец из Индии, торговый служащий Абхай Шаран Де, или А. Ш. Бхактиведанта Сва-ми Прабхупада (1896 - 1977). В ос­нове учения - вера в персонифицир. божество Кришну и пропо­ведь необходимости служения ему, „прочного любовного союза со всевышним . Вероучение MOCK опирается на определенную интер­претацию индуист. канона - книги „Бхагавадгита . По учению осно­вателя секты, все медитационные системы, основанные на позах и упражнениях йоги, бесполезны, если они не сопровождаются до­стижением „сознания Кришны . Характерными чертами этого со­знания являются восприятие мате­риального мира и своего тела как иллюзии; отрицание деятельности, направленной на удовлетворение чувств и желаний; отношение к до-стижениям цивилизации и про­гресса как к „куче хлама на ули­це . Истинный долг последовате­лей MOCK - „служба Кришне , к-рой надо отдаваться целиком. Достижение „сознания Кришны осуществляется с помощью систе­мы аскетич. ограничений, а также бесконечного повторения мантр (молитв), к-рое приводит челове­ка в состояние экстаза. Кришнаистыживут коллективно в спец. монастырях (ашрамах). Центры MOCK имеются в США (ок. 40), а также в ФРГ, Англии, Голлан­дии, во Франции, в Японии, Кана­де. MOCK издает журнал „Обратно к божественности („Back to god­head ). С политич. т. зр. орг-цию отличают правые взгляды и анти­коммунизм.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИ­СТИЧЕСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (МГЭС) - орг-ция бурж свободомыслящих, основанная в 1952 и объединяющая ученых, писателей, публицистов ряда капиталистич. стран. МГЭС выступает против религии и церкви с пози­ций просветительства, абстрактно­го гуманизма и светской морали, участвует в борьбе за мир и демократич. права. МГЭС имеет свое представительство в ЮНЕСКО и издает ряд журналов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ХРИС­ТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ - между­народ, межконфессиональная орг-ция, созданная в противовес Все­мирному совету церквей крайне реакц. протестантским деятелем К. Макинтайром, к-рый решитель­но выступил против экуменич. объединения церквей вне зависи­мости от их политич. ориентации. Выступая против мирного сосу­ществования, разрядки, политики мира и прогресса, МСХЦ осуждает любые контакты с церк. орг-циями из соц. стран, ведет антикоммуни-стич. и антисоветскую пропаганду. МСХЦ имеет собственное изда­тельство, готовит радиопередачи, к-рые транслируются десятками радиостанций США, пытается неле­гально забрасывать в соц. страны литературу враждебного содер­жания. Выходящий более чем 100-тысячным тиражом еженедельник „Крисчен Бикэн пропитан духом непримиримой враждебности к коммунизму.

МЕККА город в Сауд. Аравии, адм. центр обл. Хиджаз. До воз­никновения ислама М. была религ. центром ряда языч. араб, племен. С 7 в. М. превратилась в св. город мусульман и место их паломниче­ства (хаджжа). В М. находится др. святилище Кааба со св. ,,черным камнем . 14 веков мусульмане всего мира ежедневно 5 раз обра­щаются лицом в сторону М. во время молитвы. В М. ок. 300 тыс. жителей, к-рые занимаются в ос­новном производством предметов религ. культа и обслуживанием паломников. Ежегодно Мекку посещают 1,5 - 2 млн. чел.

МЕЛАНХТОН Филипп (1497 1560) нем. богослов, идеолог Реформации в Германии, сподвиж­ник М. Лютера, составитель ,,Аугсбургского исповедания (1530) и „Апологии Аугсбургокого испове­дания (1531) - основ вероуче­ния лютеранства. М. поддерживал борьбу М. Лютера и Ж. Кальвина против радикальных течений бюр­гер. Реформации, против Мюнцера. После смерти Лютера М. становит­ся вождем нем. лютеранства.

МЕЛЕТИАНЕ - сторонники епи­скопа г. Ликополя Мелетия (ум. 326), к-рый отказался признать служение священников, „не вы­державших испытания во время гонений на христиан. Мелетианское движение не получило широ­кого распространения, поскольку его сторонники вскоре раствори­лись в массе арианцев (см. Ариан­ство) .

МЕЛХИСЕДЕК - библ. мифич. жрец, упоминается в книге Бытие. Его именем названа раннехрист. гностич. секта, основанная во 2 в., последователи к-рой утверждали, что М. был первым и гл. воплоще­нием бога, а Христос был только образом М.

МЕЛЬЕ Жан (1664-1729) - франц. мыслитель, атеист, утопич. коммунист. Будучи сельским свя­щенником, написал гл. труд своей жизни „Завещание . В своем яр­ком обличит, произведении вы­ступил против соц. несправедли­востей феод, об-ва, тирании, экс­плуатации масс, призвав народ к революц. борьбе. Разоблачал религию, в к-роЙ видел защитни­цу устоев власть имущих, убеди­тельно показав несостоятельность религ. представлений, церк. догма­тов, антигуманизм христ. морали. Цсрк. власти приняли решитель­ные меры к тому, чтобы не допу­стить распространения „Завеща­ния . Оно было издано полностью лишь в 1863.

МЕЛЬКАРТ (финик., букв. - царь города) - в финик, религии - бог, покровитель г. Тира и море­плавания. По представлениям фи­никийцев, М., как и Геракл, с к-рым его отождествляли греки, странствовал по морям, основы­вал колонии, побеждал чудовищ и варваров. В своих странствиях М. дошел до зап. окраины мира, где поставил т. н. Мелькартовы столбы (скалы Гибралтара). Сим­волом М. были две колонны, стоявшие в его храмах. Культ М. сопровождался человеч. жертво­приношениями.

МЕНАНДР (милинда) (ум. ок. 150 до н. э.) - правитель греч. вла­дений в Сев. Индии (Греко-Бактрийское царство). Рассчитывая опереться в достижении своих политич. целей на нек-рые слои местного населения, принял буд­дизм. В будд, традиции отождест­вляется с царем Милиндой, диа­лог к-рого с Нагасеной приведен в неканонич. будд. труде „Милиндапаньха .

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834—1907) — рус. естествоис­пытатель-материалист, борец про­тив мистики. Великое науч. дости­жение М. - открытие периодич. закона и построение периодич. системы химич. элементов (1869) . Периодич. закон имеет огромное материалистич. миров оззренч. зна­чение как проявление общих зако­нов диалектики, в части, закона перехода   количеств,   изменений в качественные. Мировоззрение М. сложилось под влиянием мате­риалистич. философии рус. рево­люц. демократов, передовых тра­диций естествознания. М. высту­пал против энергетизма, выражав­шего идеалистич. шатания ряда физиков, вел непримиримую борь­бу со спиритизмом. По его инициа­тиве в 1875 физич. об-во при Петерб. ун-те создало комиссию, к-рая показала антинауч. сущность спиритизма.

МЕНДЕЛЬ Грегор (1822-1884) чешек, естествоиспытатель, осно­воположник генетики. Родился в крестьян, католич. семье, увле­кался естествознанием. Став мо­нахом, затем настоятелем монас­тыря в г. Брюннс, продолжал заниматься естеств. науками, был вольнослушателем Венек, ун-та. М. испытал влияние материали­стич. идей видного цитолога Ф. Ун-гера, проявил интерес к дарвиниз­му. Все это создало в мировоззре­нии М. выраженную тенденцию к естеств.-науч. материализму. От­крытые М. законы наследственно­сти доказывали ее дискретную материальную природу, способст­вовали ее материалистич. понима­нию и подрыву спекуляций теоло­гии и витализма.

МЕННО СИМОНС (ум. 1561) - гол. католич. священник, в 1531 перешедший к анабаптистам. Реор­ганизованные им на началах „крот­кого анабаптизма, смирения и от­каза от насилия остатки анабап­тист, секты получили название об­щины меннонитов.

МЕННОНИТЫ - последователи одного из течений в протестантиз­ме, возникшего в 16 в. в Нидер­ландах на почве „мирн. анабап­тизма . Основатель - Менно Си­моне выступил с проповедью при­мирения с действительностью, от­каза от насилия, с требованием нравств. самосовершенствования. Принципы вероучения М. изложе­ны в „Декларации главных статей нашей общей христианской веры (1632). Характерным для М. яв­ляется крещение людей в зрелом возрасте. Церк. иерархия отрицается, общины имеют самостоят. управление. Создан международ, орган М. - Всемирн. конференция М., находящаяся в США (общины М. в СССР в нее не входят). Пер­воначально М. распространились в Голландии и Германии, затем в др. странах. В России они появи­лись в 18 в. среди нем. колонистов в Таврической, Екатеринослав-ской, а впоследствии и в др. губер­ниях. Клас. дифференциация не только породила глубокие проти­воречия среди колонистов, но и привела к расколу в рядах М. Возникли группировки т. н. церк. и братских М. Последние сблизи­лись с баптистами, стали прини­мать участие в совместных с ними богослужениях. Руководители большинства общин М. враждебно встретили Октябрьскую револю­цию, вели антисов. агитацию, под­стрекали верующих к эмиграции из СССР. Часть М., поддавшаяся агитации и в кон. 20-х гг. выехав­шая из СССР, впоследствии воз­вратилась обратно. В 1963 брат­ские М. вошли в состав ВСЕХ Б. В наст. вр. в общинах, состоящих, как правило, из лиц нем. нацио­нальности, идут поиски путей к преодолению переживаемого М. кризиса. В то время - как значит, часть меннонит. общин осущест­вляет деятельность „в согласии с законами , „в примирении с ми­ром , отд. руководители общин толкают верующих на путь экстре­мизма, отказа от выполнения гражд. обязанностей. Это диктует необходимость улучшения воспитат. работы среди М. с упором на интернац., патриотич. и идейно-политич. воспитание.

МЕНШИНГ Густав (1901-1978) - западногерм. религиовед, высту­павший по проблемам философии и социологии религии. Пытался дать антиисторич., чисто формаль­ную классификацию религ. фено­менов.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сер­геевич (1866-1941) - рус. писатель, религ. философ. Испы­тал влияние Достоевского и Ниц­ше, Соловьева и Розанова. В нач. 90-х гг. выступил как теоретик рус. декадентства. В 1901 по его инициативе в Петербурге были организованы религ.-филос. собра­ния (см. Богоискательство), цель к-рых заключалась в попытке пробудить у интеллигенции инте­рес к церкви. По мнению М., историч. христианству (в отличие от антич. политеизма с его куль­том телесного, земного) свойст­вен монаш. аскетизм, противопо­ставление духовно-божеств. начала светской культуре и реальной жиз­ни. „Новое религиозное сознание , подлинная религия, полагал он, вырастет из синтеза античности и христианства. В соц. сфере это приведет через богочеловечество к „безгосударственной религиоз­ной общественности . Соч.: „Л. Толстой и Достоевский , тт. 1-2 (1901-1903), „Грядущий хам (1906), „Не мир, но меч (1908), „Рождение богов (1925) и др.

МЕРИНГ Франц (1846-1919) - один из руководителей левого крыла герм. с.-д. партии и созда­телей КП Германии, историк, ли­тературовед, философ, биограф К. Маркса. Отстаивая чистоту уче­ния К. Маркса и Ф. Энгельса, М. подверг основательной критике различные течения бурж. фило­софий и социологии. М. выступал, в частн., против идеалистич. тео­рий, признающих, за религией оп­ределяющую роль в об-ве. В „Ле­генде о Ле,ссинге , „Историческом материализме , „Истории Герма­нии с конца средних веков , в статьях о христианстве М. пока­зал зависимость религ. представ­лений от конкр.-историч. обществ, отношеций. В соц.-экономич. фак­торах видел М. и причины эволю­ции самого христианства. М. вскрыл реакц., антинауч. сущ­ность религии, несовместимость религ. и диалектико-материалистич. мировоззрений.

МЕРКУРИЙ — в др.-римск. мифо­логии — сын Юпитера, бог торгов­ли, покровитель путешественни­ков; отождествлялся с греч. Гер­месом. М. изображался с кошель­ком и жезлом в руках, в крыла­тых сандалиях и в дорожной шляпе.

МЕРТОН Роберт Кинг (р. 1910), амер. бурж. социолог, сторонник структурно-функционального ана­лиза. В социологии религии исхо­дит из того, что осн. фактором соц. интеграции является ценност­ная система, общая для членов данного об-ва и выполняющая функцию поддержания стабиль­ности существующей соц. систе­мы. Разложение системы ценнос­тей и идеалов порождает „ано­мию , т. е. отчуждение человека от об-ва, господство в индивид, и обществ, сознании индивидуа­лизма и эгоизма. М. усматривает в этом конфликт, свойственный всякому „индустриальному об­ществу , неправомерно распрост­раняя представления о клас.-антагонистич. об-ве на об-во в целом. Слабость концепции М. обусловле­на отсутствием конкр.-историч. подхода к рассматриваемым им проблемам.

МЕРУ - в индуист. мифологии св. гора в центре земли (мира), во­круг к-рой вращаются планеты. На ней стоит Шива, поддерживаю­щий и соединяющий землю, небо и ад. Считалось, что на М. располо­жен город индуист. богов и небо­жителей.

МЕССА (франц. messe) - литур­гия в католич. церкви. В содержа­ние М. входит чтение молитв, пес­нопения в сопровождении органа. Заканчивается М. обрядом прича­щения. По решению II Ватикан, со­бора (1962-1965) (конституция „О литургии ) в М. был введен ряд новшеств: разрешено проведе­ние М. на нац. языках, принято решение о восстановлении общей молитвы в церкви, с особого раз­решения папы и по постановлению епископов разрешено причащаться мирянам и хлебом и вином, реко­мендуется включать в М. элемен­ты нац. музыки и др.

МЕССИАНИЗМ (от др.-евр. „машиах - помазанник) — учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, приз­ванного установить справедливый и угодный богу порядок. Возник­ло как выражение бессилия угнетенных масс, как иллюзорная на­дежда на помощь сверхъестеств. сил. В иудаизме мессией первона­чально именовался царь, подверг­шийся при интронизации церемо­нии помазания. После гибели евр. гос-ва в пророков книгах постепен­но оформляется учение о мессии как грядущем избавителе евреев от иноземного гнета, призванном восстановить договор Яхве с его избранным народом. Вначале ожи­дался приход мессии на землю и его победа земными (военными) средствами, хотя и при неизбеж­ном вмешательстве сверхъестеств. сил. По мере крушения реальных попыток нац.-государств, освобож­дения евреев ожидание прихода мессии принимало все более мис-тич. характер. В своеобразной фор­ме М. проявился в христианстве. В соответствии с христ. эсхатоло­гией второе пришествие мессии (Христа) должно последовать за первым, во время к-рого Хрис­тос выполнил лишь начальный этап возложенной на него богом-отцом миссии. Распространение христианства среди разл. народов Римск. империи вызвало трансфор­мацию М. Приход мессии должен был означать уже избавление от бедствий всего человечества. Ис­точник же зла, обусловившего не­обходимость искупления, был пе­ренесен на первород. грех Адама и Евы.

МЕССИЯ - см. Мессианизм.

МЕСЯЦЕСЛОВ - см. Святцы.

МЕТАБУДДИЙСКИЕ РЕЛИГИИ - термин, к-рым обозначается груп­па религ. сект и направлений, возникших в Японии после ее поражения во второй мир. войне, относящихся к разряду т. н. „но­вых религий („синко-сюкё ) и претендующих на. указание верую­щим „единственно правильных путей спасения. Как и др. „новые религии , М. р. гораздо более до­ступны для широкого круга людей благодаря значительно упрощен­ным правилам вступления в общи­ны, отсутствию отягощающих обя­зательств и больших ден. затрат. Секты эти обещают спасение в са-мое ближайшее время, и в земной жизни, а не после смерти. Они пре­доставляют каждому возможность самовыявления, создают иллюзию заботы всех о каждом. М. р. воз­никли на основе буддизма в той его форме, к-рую придал ему про­поведник 13 в. Нитирэн, основы­ваясь на „Сутре о лотосе благого закона - одном из самых попу­лярных будд, текстов. М. р. свойственны высокая миссионер, активность, повышенный интерес к политич. и соц. вопросам. На­иболее массовыми М. р. явля­ются Сока-гаккай и Риссё косей кай (Об-во по установлению спра­ведливости и дружеств. отноше­ний).

МЕТАГАЛАКТИКА (греч. - то, что за галактикой) — часть беско­нечной Вселенной, представляю­щая огромную, но конечную сово­купность галактик и их систем. Ныне для изучения доступна об­ласть М., включающая примерно миллиард галактик. Астрономией установлено, что галактики взаим­но удаляются со скоростями, про­порциональными расстоянию меж­ду ними, существует специфич. радиоизлучение, равномерно за­полняющее всю доступную ис­следованию область М. Из этих фактов вытекает, что 15-18 млрд. лет назад имел место грандиозный взрывной переход материи („боль­шой взрыв ) из сверхплотного и сверхгорячего состояния в то со­стояние, которое наблюдается ны­не, и началось расширение М. Отождествление теологами „боль­шого взрыва с божеств, сотворе­нием мира несостоятельно, ибо М. - лишь один из элементов бес­конечной Вселенной, но не весь мир; существующее состояние ма­терии М. возникло не из ничего, а из сверхплотного и сверхгоряче­го состояния ее, сам взрывной пе­реход осуществился в соответст­вии с естеств. законами природы.

МЕТАФИЗИКА (др.-греч. meta ta physika - после физики) - умозрит. филос. учение о сверхчув­ственных (сверхприродных) „при­чинах и началах (Аристотель) всего сущего. М. в этом смысле — идеалистич. попытка вывести фи­лос. определения бытия из „чи­стого мышления , независимо от опыта и - конкр. наук. В более широком смысле М. определяется (особенно в позитивизме) как фи­лос. учение, претендующее на зна­ние реальности „как она есть , не­зависимо от человеч. сознания и познания. Тем самым в число „метафизич. учений включают и материализм, признающий сущест­вование и познаваемость реально­го мира. Марксизм рассматривает М. как метод познания, противо­положный диалектике и характе­ризуемый односторонностью и аб­страктностью, абсолютизацией и онтологизацией формально-логич. законов (тождества, противоречия, исключенного третьего), превра­щающихся в „законы неизменно­го и непротиворечивого бытия. С др. стороны, возможна и М. как абсолютизация изменчивости су­ществующего, относительности ве­щей и понятий, ведущая к реляти­визму и софистике. В рамках фи­лософии религии наблюдаются значит, расхождения по вопросу о соотношении М. и теологии: от их отождествления у Аристоте­ля и до резкого противопоставле­ния (напр., у Дунса Скота).

МЕТЕМПСИХОЗ - см. Переселе­ние души.

МЕТОДИСТЫ - последователи од­ного из протест, течений, заро­дившегося во вт. четв. 18 в. в анг-ликан церкви. В 1729 в Оксфорд, ун-те Дж. Уэсли основал неболь­шой кружок, члены к-рого отлича­лись особым религ. рвением, упор­ством и методичностью в изучении Библии (отсюда название М.). Д. Уэсли преследовал цель - ре­формировать англикан. церковь, повысить интерес масс к религии и с ее помощью притупить остроту соц. протеста трудящихся против ужесточения эксплуатации в пери­од развернувшейся промышлен­ной революции. Не получив под­держки со стороны офиц. церкви, он приступил к организации мас­совых молитв, собраний под от­крытым небом, выступая на них с проповедями, излюбленной темой к-рых было красочное описа­ние адских мук нспокаявшихся грешников, и доводя при этом слу­шателей до религ. экстаза. В 40 60-е гг. 18 в. М. создают автори­тарную, строго централизованную и дисциплинированную орг-цию. Особое внимание М. уделяли проповеднич. деятельности как гл. инструменту усиления влияния на верующих, они создали институт т. н. странствующих проповед­ников. С помощью этих мер новое течение широко распространилось в Англии и в се амер. колониях. В 1784 в г. Балтиморе основана методистская епископальная цер­ковь США. В основу вероучения М. положен сокращенный англикан. символ веры. Культ М. также сохранил мн. черты культа англи­кан. церкви. В наст. вр. М. имеют свои объединения в 87 странах с числом верующих ок. 26 млн. Особенно широко распространены М. в США (18 различных течений, насчитывающих 12,5 млн. верую­щих). Ведущее место принадлежит Объединенной методист, церкви США. М. имеют свою международ, орг-цию - Всемирн. методист. совет, созданный в 1881 и объеди­няющий 55 нац. церквей (ок. 20 млн. верующих). Каждые 10 лет М. созывают всемирн. конферен­ции. В СССР функционирует Эстон­ская методист, церковь, насчиты­вающая 14 объединений (2,2 тыс. верующих).

МЕТОДЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Атеистиче­ское воспитание, Атеистическое воспитание в семье, Атеистическое воспитание в трудовом коллекти­ве, Атеистическое воспитание в школе, Атеистическое воспита­ние молодежи.

МЕЧЕНОСЦЫ - то же, что Ливонс­кий орден (см. Военно-монашес­кие ордены).

МЕЧЕТЬ (араб, „масджид - мес­то поклонения) - культовое зда­ние в исламе, где совершаются богослужения и произносятся про­поведи. Имеются соборные или пятничные М., а также сельские и квартальные.    Противоположная входу стена М., как правило, ори ентирована в сторону Мекки. В се центре имеется ниша, украшенная текстами из Корана, - михраб, указывающая, куда должны обра­щаться лицом мусульмане во вре­мя молитвы. Справа от михраба размещается мимбар - кафедра С лесенкой, откуда читается Ко­ран и произносятся проповеди. На внутр. стенах М. нет иных ук­рашений, кроме орнамента и вы­держек из Корана. При мн. М. возведены минареты, имеются бас­сейны или спец. сооружения для омовений.

МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916) - рус. биолог, один из соз­дателей эволюц. эмбриологии, им­мунологии, лауреат Нобелевской премии (1908). Испытал влияние позитивизма. Критиковал прагма­тизм Джемса, интуитивизм Берг­сона, телеологию, религ.-мистич. представления о жизни и смерти. Идеализму и религии М. противо­поставлял разрабатываемое им „рациональное мировоззрение . По его мнению, природа создала человеч. организм несовершенным и дисгармоничным. Преждевре­менная старость препятствует лич­ности осуществить свое назначе­ние в мире. Отсюда - пессимизм и страх смерти. Наука сможет про­длить активное существование че­ловека, к-рый, реализовав зало­женные в нем возможности, до­стигнув цели жизни, в глубокой старости спокойно примет смерть. Будучи материалистом и атеистом, М. показал несостоятельность ве­ры в бессмертие души и загроб­ную жизнь; резко осуждал религ. изуверство и фанатизм; вред ре­лигии видел в том, что она вос­питывает в человеке покорность, непротивление существующему злу. Соч.: „Этюды о природе чело­века (1903), „Этюды оптимиз­ма (1907), „Сорок лет искания рационального мировоззрения (1912).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ДЖО - ДРЕ

ДЖОНСОН Хыолстт (1874-1966) - англикан. священник (в 1931 — 1963 - настоятель Кентерберий-ского собора), видный обществ, деятель, член Всемирн. Совета Ми­ра, лауреат международ. Ленин­ской премии „За укрепление мира между народами . ...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Атеистами в России остались интеллигенты

News image

Владимир Булдыгеров, Елена Денисова Еще совсем недавно в высших учебных заведениях страны изучали научный атеизм. Защищались дипломы, писались диссертации. «Атеист» звучало го...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...