МАХ - МЕЧ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
„МАХАБХАРАТА (санскр. -„Сказание о великой битве бхаратов ) др.-инд. эпос, сложившийся приблизительно в 6-2 вв. до н. э. Повествует о легенд, борьбе двух царских династий - Кау-равов и Панданов. „М. является своеобразной энциклопедией ре-лиг, и филос. учений, мифологии, соц. и политич. институтов Др. Индии. Из „М. позаимствованы все гл. идеи индуизма, наиболее полно выраженные в ,,Бхагавадги-те и „Шантипарве . Помимо религ.-идеалистич. взглядов в „М. широко представлены стихийно-материалистич., диалектич., дуалистич. и т. п. взгляды и концепции.
МАХАВИРА (наст, имя Вардхамана, 6 в. до н. э.) - один из крупн. идеологов и проповедников джайнизма. По преданию, М. родился на территории Бихара, принадлежал к кшатрийскому роду. За аскетич. образ жизни получил прозвища Джина (победитель) и Махавира (великий герой).
МАХАЯНА (санскр., букв. - большая колесница, широкий путь спасения) — одно из двух осн. направлений буддизма, по-видимому, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждала хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с „высш. абсолютом , миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М. раев несколько, они подробно и красочно описываются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное божество. Бодхисатвы - его эманации. Осн. положения М. стремились подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддается определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в т. ч. и ламаизма.
МАХДИ (араб. - ведомый, здесь - ведомый Аллахом) — мусульм. мессия. Представления о М. зародились в шиитских общинах (см. Шиизм). Мечта порабощенных народных масс об об-ве равенства и справедливости воплотилась в веру в скорое пришествие „скрытого имама , к-рый поможет своим приверженцам установить такой строй. Позднее учение о М. было воспринято суннитами (см. Суннизм) с поправкой на время пришествия, к-рое отодвинуто до „конца света . Образ М. использовался во времена антифеод, движений. Так, лидер бабизма Али Мохаммед, а также возглавивший движение народных масс в Судане (кон. 19 в.) Мухаммед Ахмед считались М.
МАЦА - см. Опресноки.
МАЦУРИ (яп.) - любое синтоист, религ. действо, чаще всего - храмовый праздник. Каждый храм имеет свою собств. дату М. и свои детали обрядности. Обычно М. отмечается торжеств, службой, представлениями „кагура (мистерия на мифологич. темы, иногда сценки фарсового характера), выносом символа божества (таблички с именем, зеркала или иного св. предмета) в особом паланкине (омикоси) и сопровождающей его процессией. Помимо священников в обрядах М. важную роль играет храмовый актив. В процессиях и мистериях М. торжеств, сакральные элементы часто причудливым образом переплетаются с комическими, а иногда и с эротическими.
МАЦЦОТ - см. Опресноки.
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930), рус. сов. поэт. В своем творчестве выразил неприятие бурж. об-ва, его идеологии, в т. ч. религии. В стихах, прозе, статьях выступал как воинств, атеист. Разоблачению суеверий, показу вреда, приносимого религ. праздниками и обрядами, посвящены стихи: „Чье рождество , „Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога , „Два опиума , „Долой , „Ханжа и мн. др. Произведения поэта укрепляют веру человека в свои силы, возвеличивают науку, коллективный труд, служат борьбе против отживающих обычаев и традиций.
МЕГЕРА - в др.-греч. мифологии одна из трех эриний. М. изображалась в виде чудовища, у к-рого вместо волос змеи, а в руках факел и бич.
МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio, от meditor — размышляю, обдумываю) — психич. активность личности, целью к-рой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определенные изменения в протекании физиологич. и психич. процессов, что. выражается в расслабленности человека, отрешенности от внешних объектов, понижении его реактивности. Существуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражнения, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наиболее известная система М. - йога. М. широко применялась в различных религиях как способ отвлечения человека от эмпирич. мира и „приобщения его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., „духовные упражнения иезуитов, „учение о пути в мусульм. суфизме. Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме.
МЕДИУМ (от лат. medius - средний) — с т. зр. последователей спиритизма, посредник между людьми и миром „духов , к-рый якобы способен „вызывать духи умерших. Л. Н. Толстой высмеял шарлатанство М. в комедии „Плоды просвещения .
МЕДРЕСЕ (от араб. „Мадраса - место преподавания) - религ. уч. заведение для подготовки мусульм. служителей культа. В СССР функционирует бухарское М. „Мир-Араб .
„МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ („Движение Кришны ) - один из нетрадиц. культов в совр. бурж. об-ве. Возник, в сер. 60-х гг. в США. Основатель - выходец из Индии, торговый служащий Абхай Шаран Де, или А. Ш. Бхактиведанта Сва-ми Прабхупада (1896 - 1977). В основе учения - вера в персонифицир. божество Кришну и проповедь необходимости служения ему, „прочного любовного союза со всевышним . Вероучение MOCK опирается на определенную интерпретацию индуист. канона - книги „Бхагавадгита . По учению основателя секты, все медитационные системы, основанные на позах и упражнениях йоги, бесполезны, если они не сопровождаются достижением „сознания Кришны . Характерными чертами этого сознания являются восприятие материального мира и своего тела как иллюзии; отрицание деятельности, направленной на удовлетворение чувств и желаний; отношение к до-стижениям цивилизации и прогресса как к „куче хлама на улице . Истинный долг последователей MOCK - „служба Кришне , к-рой надо отдаваться целиком. Достижение „сознания Кришны осуществляется с помощью системы аскетич. ограничений, а также бесконечного повторения мантр (молитв), к-рое приводит человека в состояние экстаза. Кришнаистыживут коллективно в спец. монастырях (ашрамах). Центры MOCK имеются в США (ок. 40), а также в ФРГ, Англии, Голландии, во Франции, в Японии, Канаде. MOCK издает журнал „Обратно к божественности („Back to godhead ). С политич. т. зр. орг-цию отличают правые взгляды и антикоммунизм.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (МГЭС) - орг-ция бурж свободомыслящих, основанная в 1952 и объединяющая ученых, писателей, публицистов ряда капиталистич. стран. МГЭС выступает против религии и церкви с позиций просветительства, абстрактного гуманизма и светской морали, участвует в борьбе за мир и демократич. права. МГЭС имеет свое представительство в ЮНЕСКО и издает ряд журналов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ - международ, межконфессиональная орг-ция, созданная в противовес Всемирному совету церквей крайне реакц. протестантским деятелем К. Макинтайром, к-рый решительно выступил против экуменич. объединения церквей вне зависимости от их политич. ориентации. Выступая против мирного сосуществования, разрядки, политики мира и прогресса, МСХЦ осуждает любые контакты с церк. орг-циями из соц. стран, ведет антикоммуни-стич. и антисоветскую пропаганду. МСХЦ имеет собственное издательство, готовит радиопередачи, к-рые транслируются десятками радиостанций США, пытается нелегально забрасывать в соц. страны литературу враждебного содержания. Выходящий более чем 100-тысячным тиражом еженедельник „Крисчен Бикэн пропитан духом непримиримой враждебности к коммунизму.
МЕККА город в Сауд. Аравии, адм. центр обл. Хиджаз. До возникновения ислама М. была религ. центром ряда языч. араб, племен. С 7 в. М. превратилась в св. город мусульман и место их паломничества (хаджжа). В М. находится др. святилище Кааба со св. ,,черным камнем . 14 веков мусульмане всего мира ежедневно 5 раз обращаются лицом в сторону М. во время молитвы. В М. ок. 300 тыс. жителей, к-рые занимаются в основном производством предметов религ. культа и обслуживанием паломников. Ежегодно Мекку посещают 1,5 - 2 млн. чел.
МЕЛАНХТОН Филипп (1497 1560) нем. богослов, идеолог Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера, составитель ,,Аугсбургского исповедания (1530) и „Апологии Аугсбургокого исповедания (1531) - основ вероучения лютеранства. М. поддерживал борьбу М. Лютера и Ж. Кальвина против радикальных течений бюргер. Реформации, против Мюнцера. После смерти Лютера М. становится вождем нем. лютеранства.
МЕЛЕТИАНЕ - сторонники епископа г. Ликополя Мелетия (ум. 326), к-рый отказался признать служение священников, „не выдержавших испытания во время гонений на христиан. Мелетианское движение не получило широкого распространения, поскольку его сторонники вскоре растворились в массе арианцев (см. Арианство) .
МЕЛХИСЕДЕК - библ. мифич. жрец, упоминается в книге Бытие. Его именем названа раннехрист. гностич. секта, основанная во 2 в., последователи к-рой утверждали, что М. был первым и гл. воплощением бога, а Христос был только образом М.
МЕЛЬЕ Жан (1664-1729) - франц. мыслитель, атеист, утопич. коммунист. Будучи сельским священником, написал гл. труд своей жизни „Завещание . В своем ярком обличит, произведении выступил против соц. несправедливостей феод, об-ва, тирании, эксплуатации масс, призвав народ к революц. борьбе. Разоблачал религию, в к-роЙ видел защитницу устоев власть имущих, убедительно показав несостоятельность религ. представлений, церк. догматов, антигуманизм христ. морали. Цсрк. власти приняли решительные меры к тому, чтобы не допустить распространения „Завещания . Оно было издано полностью лишь в 1863.
МЕЛЬКАРТ (финик., букв. - царь города) - в финик, религии - бог, покровитель г. Тира и мореплавания. По представлениям финикийцев, М., как и Геракл, с к-рым его отождествляли греки, странствовал по морям, основывал колонии, побеждал чудовищ и варваров. В своих странствиях М. дошел до зап. окраины мира, где поставил т. н. Мелькартовы столбы (скалы Гибралтара). Символом М. были две колонны, стоявшие в его храмах. Культ М. сопровождался человеч. жертвоприношениями.
МЕНАНДР (милинда) (ум. ок. 150 до н. э.) - правитель греч. владений в Сев. Индии (Греко-Бактрийское царство). Рассчитывая опереться в достижении своих политич. целей на нек-рые слои местного населения, принял буддизм. В будд, традиции отождествляется с царем Милиндой, диалог к-рого с Нагасеной приведен в неканонич. будд. труде „Милиндапаньха .
МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834—1907) — рус. естествоиспытатель-материалист, борец против мистики. Великое науч. достижение М. - открытие периодич. закона и построение периодич. системы химич. элементов (1869) . Периодич. закон имеет огромное материалистич. миров оззренч. значение как проявление общих законов диалектики, в части, закона перехода количеств, изменений в качественные. Мировоззрение М. сложилось под влиянием материалистич. философии рус. революц. демократов, передовых традиций естествознания. М. выступал против энергетизма, выражавшего идеалистич. шатания ряда физиков, вел непримиримую борьбу со спиритизмом. По его инициативе в 1875 физич. об-во при Петерб. ун-те создало комиссию, к-рая показала антинауч. сущность спиритизма.
МЕНДЕЛЬ Грегор (1822-1884) чешек, естествоиспытатель, основоположник генетики. Родился в крестьян, католич. семье, увлекался естествознанием. Став монахом, затем настоятелем монастыря в г. Брюннс, продолжал заниматься естеств. науками, был вольнослушателем Венек, ун-та. М. испытал влияние материалистич. идей видного цитолога Ф. Ун-гера, проявил интерес к дарвинизму. Все это создало в мировоззрении М. выраженную тенденцию к естеств.-науч. материализму. Открытые М. законы наследственности доказывали ее дискретную материальную природу, способствовали ее материалистич. пониманию и подрыву спекуляций теологии и витализма.
МЕННО СИМОНС (ум. 1561) - гол. католич. священник, в 1531 перешедший к анабаптистам. Реорганизованные им на началах „кроткого анабаптизма, смирения и отказа от насилия остатки анабаптист, секты получили название общины меннонитов.
МЕННОНИТЫ - последователи одного из течений в протестантизме, возникшего в 16 в. в Нидерландах на почве „мирн. анабаптизма . Основатель - Менно Симоне выступил с проповедью примирения с действительностью, отказа от насилия, с требованием нравств. самосовершенствования. Принципы вероучения М. изложены в „Декларации главных статей нашей общей христианской веры (1632). Характерным для М. является крещение людей в зрелом возрасте. Церк. иерархия отрицается, общины имеют самостоят. управление. Создан международ, орган М. - Всемирн. конференция М., находящаяся в США (общины М. в СССР в нее не входят). Первоначально М. распространились в Голландии и Германии, затем в др. странах. В России они появились в 18 в. среди нем. колонистов в Таврической, Екатеринослав-ской, а впоследствии и в др. губерниях. Клас. дифференциация не только породила глубокие противоречия среди колонистов, но и привела к расколу в рядах М. Возникли группировки т. н. церк. и братских М. Последние сблизились с баптистами, стали принимать участие в совместных с ними богослужениях. Руководители большинства общин М. враждебно встретили Октябрьскую революцию, вели антисов. агитацию, подстрекали верующих к эмиграции из СССР. Часть М., поддавшаяся агитации и в кон. 20-х гг. выехавшая из СССР, впоследствии возвратилась обратно. В 1963 братские М. вошли в состав ВСЕХ Б. В наст. вр. в общинах, состоящих, как правило, из лиц нем. национальности, идут поиски путей к преодолению переживаемого М. кризиса. В то время - как значит, часть меннонит. общин осуществляет деятельность „в согласии с законами , „в примирении с миром , отд. руководители общин толкают верующих на путь экстремизма, отказа от выполнения гражд. обязанностей. Это диктует необходимость улучшения воспитат. работы среди М. с упором на интернац., патриотич. и идейно-политич. воспитание.
МЕНШИНГ Густав (1901-1978) - западногерм. религиовед, выступавший по проблемам философии и социологии религии. Пытался дать антиисторич., чисто формальную классификацию религ. феноменов.
МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941) - рус. писатель, религ. философ. Испытал влияние Достоевского и Ницше, Соловьева и Розанова. В нач. 90-х гг. выступил как теоретик рус. декадентства. В 1901 по его инициативе в Петербурге были организованы религ.-филос. собрания (см. Богоискательство), цель к-рых заключалась в попытке пробудить у интеллигенции интерес к церкви. По мнению М., историч. христианству (в отличие от антич. политеизма с его культом телесного, земного) свойствен монаш. аскетизм, противопоставление духовно-божеств. начала светской культуре и реальной жизни. „Новое религиозное сознание , подлинная религия, полагал он, вырастет из синтеза античности и христианства. В соц. сфере это приведет через богочеловечество к „безгосударственной религиозной общественности . Соч.: „Л. Толстой и Достоевский , тт. 1-2 (1901-1903), „Грядущий хам (1906), „Не мир, но меч (1908), „Рождение богов (1925) и др.
МЕРИНГ Франц (1846-1919) - один из руководителей левого крыла герм. с.-д. партии и создателей КП Германии, историк, литературовед, философ, биограф К. Маркса. Отстаивая чистоту учения К. Маркса и Ф. Энгельса, М. подверг основательной критике различные течения бурж. философий и социологии. М. выступал, в частн., против идеалистич. теорий, признающих, за религией определяющую роль в об-ве. В „Легенде о Ле,ссинге , „Историческом материализме , „Истории Германии с конца средних веков , в статьях о христианстве М. показал зависимость религ. представлений от конкр.-историч. обществ, отношеций. В соц.-экономич. факторах видел М. и причины эволюции самого христианства. М. вскрыл реакц., антинауч. сущность религии, несовместимость религ. и диалектико-материалистич. мировоззрений.
МЕРКУРИЙ — в др.-римск. мифологии — сын Юпитера, бог торговли, покровитель путешественников; отождествлялся с греч. Гермесом. М. изображался с кошельком и жезлом в руках, в крылатых сандалиях и в дорожной шляпе.
МЕРТОН Роберт Кинг (р. 1910), амер. бурж. социолог, сторонник структурно-функционального анализа. В социологии религии исходит из того, что осн. фактором соц. интеграции является ценностная система, общая для членов данного об-ва и выполняющая функцию поддержания стабильности существующей соц. системы. Разложение системы ценностей и идеалов порождает „аномию , т. е. отчуждение человека от об-ва, господство в индивид, и обществ, сознании индивидуализма и эгоизма. М. усматривает в этом конфликт, свойственный всякому „индустриальному обществу , неправомерно распространяя представления о клас.-антагонистич. об-ве на об-во в целом. Слабость концепции М. обусловлена отсутствием конкр.-историч. подхода к рассматриваемым им проблемам.
МЕРУ - в индуист. мифологии св. гора в центре земли (мира), вокруг к-рой вращаются планеты. На ней стоит Шива, поддерживающий и соединяющий землю, небо и ад. Считалось, что на М. расположен город индуист. богов и небожителей.
МЕССА (франц. messe) - литургия в католич. церкви. В содержание М. входит чтение молитв, песнопения в сопровождении органа. Заканчивается М. обрядом причащения. По решению II Ватикан, собора (1962-1965) (конституция „О литургии ) в М. был введен ряд новшеств: разрешено проведение М. на нац. языках, принято решение о восстановлении общей молитвы в церкви, с особого разрешения папы и по постановлению епископов разрешено причащаться мирянам и хлебом и вином, рекомендуется включать в М. элементы нац. музыки и др.
МЕССИАНИЗМ (от др.-евр. „машиах - помазанник) — учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок. Возникло как выражение бессилия угнетенных масс, как иллюзорная надежда на помощь сверхъестеств. сил. В иудаизме мессией первоначально именовался царь, подвергшийся при интронизации церемонии помазания. После гибели евр. гос-ва в пророков книгах постепенно оформляется учение о мессии как грядущем избавителе евреев от иноземного гнета, призванном восстановить договор Яхве с его избранным народом. Вначале ожидался приход мессии на землю и его победа земными (военными) средствами, хотя и при неизбежном вмешательстве сверхъестеств. сил. По мере крушения реальных попыток нац.-государств, освобождения евреев ожидание прихода мессии принимало все более мис-тич. характер. В своеобразной форме М. проявился в христианстве. В соответствии с христ. эсхатологией второе пришествие мессии (Христа) должно последовать за первым, во время к-рого Христос выполнил лишь начальный этап возложенной на него богом-отцом миссии. Распространение христианства среди разл. народов Римск. империи вызвало трансформацию М. Приход мессии должен был означать уже избавление от бедствий всего человечества. Источник же зла, обусловившего необходимость искупления, был перенесен на первород. грех Адама и Евы.
МЕССИЯ - см. Мессианизм.
МЕСЯЦЕСЛОВ - см. Святцы.
МЕТАБУДДИЙСКИЕ РЕЛИГИИ - термин, к-рым обозначается группа религ. сект и направлений, возникших в Японии после ее поражения во второй мир. войне, относящихся к разряду т. н. „новых религий („синко-сюкё ) и претендующих на. указание верующим „единственно правильных путей спасения. Как и др. „новые религии , М. р. гораздо более доступны для широкого круга людей благодаря значительно упрощенным правилам вступления в общины, отсутствию отягощающих обязательств и больших ден. затрат. Секты эти обещают спасение в са-мое ближайшее время, и в земной жизни, а не после смерти. Они предоставляют каждому возможность самовыявления, создают иллюзию заботы всех о каждом. М. р. возникли на основе буддизма в той его форме, к-рую придал ему проповедник 13 в. Нитирэн, основываясь на „Сутре о лотосе благого закона - одном из самых популярных будд, текстов. М. р. свойственны высокая миссионер, активность, повышенный интерес к политич. и соц. вопросам. Наиболее массовыми М. р. являются Сока-гаккай и Риссё косей кай (Об-во по установлению справедливости и дружеств. отношений).
МЕТАГАЛАКТИКА (греч. - то, что за галактикой) — часть бесконечной Вселенной, представляющая огромную, но конечную совокупность галактик и их систем. Ныне для изучения доступна область М., включающая примерно миллиард галактик. Астрономией установлено, что галактики взаимно удаляются со скоростями, пропорциональными расстоянию между ними, существует специфич. радиоизлучение, равномерно заполняющее всю доступную исследованию область М. Из этих фактов вытекает, что 15-18 млрд. лет назад имел место грандиозный взрывной переход материи („большой взрыв ) из сверхплотного и сверхгорячего состояния в то состояние, которое наблюдается ныне, и началось расширение М. Отождествление теологами „большого взрыва с божеств, сотворением мира несостоятельно, ибо М. - лишь один из элементов бесконечной Вселенной, но не весь мир; существующее состояние материи М. возникло не из ничего, а из сверхплотного и сверхгорячего состояния ее, сам взрывной переход осуществился в соответствии с естеств. законами природы.
МЕТАФИЗИКА (др.-греч. meta ta physika - после физики) - умозрит. филос. учение о сверхчувственных (сверхприродных) „причинах и началах (Аристотель) всего сущего. М. в этом смысле — идеалистич. попытка вывести филос. определения бытия из „чистого мышления , независимо от опыта и - конкр. наук. В более широком смысле М. определяется (особенно в позитивизме) как филос. учение, претендующее на знание реальности „как она есть , независимо от человеч. сознания и познания. Тем самым в число „метафизич. учений включают и материализм, признающий существование и познаваемость реального мира. Марксизм рассматривает М. как метод познания, противоположный диалектике и характеризуемый односторонностью и абстрактностью, абсолютизацией и онтологизацией формально-логич. законов (тождества, противоречия, исключенного третьего), превращающихся в „законы неизменного и непротиворечивого бытия. С др. стороны, возможна и М. как абсолютизация изменчивости существующего, относительности вещей и понятий, ведущая к релятивизму и софистике. В рамках философии религии наблюдаются значит, расхождения по вопросу о соотношении М. и теологии: от их отождествления у Аристотеля и до резкого противопоставления (напр., у Дунса Скота).
МЕТЕМПСИХОЗ - см. Переселение души.
МЕТОДИСТЫ - последователи одного из протест, течений, зародившегося во вт. четв. 18 в. в анг-ликан церкви. В 1729 в Оксфорд, ун-те Дж. Уэсли основал небольшой кружок, члены к-рого отличались особым религ. рвением, упорством и методичностью в изучении Библии (отсюда название М.). Д. Уэсли преследовал цель - реформировать англикан. церковь, повысить интерес масс к религии и с ее помощью притупить остроту соц. протеста трудящихся против ужесточения эксплуатации в период развернувшейся промышленной революции. Не получив поддержки со стороны офиц. церкви, он приступил к организации массовых молитв, собраний под открытым небом, выступая на них с проповедями, излюбленной темой к-рых было красочное описание адских мук нспокаявшихся грешников, и доводя при этом слушателей до религ. экстаза. В 40 60-е гг. 18 в. М. создают авторитарную, строго централизованную и дисциплинированную орг-цию. Особое внимание М. уделяли проповеднич. деятельности как гл. инструменту усиления влияния на верующих, они создали институт т. н. странствующих проповедников. С помощью этих мер новое течение широко распространилось в Англии и в се амер. колониях. В 1784 в г. Балтиморе основана методистская епископальная церковь США. В основу вероучения М. положен сокращенный англикан. символ веры. Культ М. также сохранил мн. черты культа англикан. церкви. В наст. вр. М. имеют свои объединения в 87 странах с числом верующих ок. 26 млн. Особенно широко распространены М. в США (18 различных течений, насчитывающих 12,5 млн. верующих). Ведущее место принадлежит Объединенной методист, церкви США. М. имеют свою международ, орг-цию - Всемирн. методист. совет, созданный в 1881 и объединяющий 55 нац. церквей (ок. 20 млн. верующих). Каждые 10 лет М. созывают всемирн. конференции. В СССР функционирует Эстонская методист, церковь, насчитывающая 14 объединений (2,2 тыс. верующих).
МЕТОДЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Атеистическое воспитание, Атеистическое воспитание в семье, Атеистическое воспитание в трудовом коллективе, Атеистическое воспитание в школе, Атеистическое воспитание молодежи.
МЕЧЕНОСЦЫ - то же, что Ливонский орден (см. Военно-монашеские ордены).
МЕЧЕТЬ (араб, „масджид - место поклонения) - культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Имеются соборные или пятничные М., а также сельские и квартальные. Противоположная входу стена М., как правило, ори ентирована в сторону Мекки. В се центре имеется ниша, украшенная текстами из Корана, - михраб, указывающая, куда должны обращаться лицом мусульмане во время молитвы. Справа от михраба размещается мимбар - кафедра С лесенкой, откуда читается Коран и произносятся проповеди. На внутр. стенах М. нет иных украшений, кроме орнамента и выдержек из Корана. При мн. М. возведены минареты, имеются бассейны или спец. сооружения для омовений.
МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916) - рус. биолог, один из создателей эволюц. эмбриологии, иммунологии, лауреат Нобелевской премии (1908). Испытал влияние позитивизма. Критиковал прагматизм Джемса, интуитивизм Бергсона, телеологию, религ.-мистич. представления о жизни и смерти. Идеализму и религии М. противопоставлял разрабатываемое им „рациональное мировоззрение . По его мнению, природа создала человеч. организм несовершенным и дисгармоничным. Преждевременная старость препятствует личности осуществить свое назначение в мире. Отсюда - пессимизм и страх смерти. Наука сможет продлить активное существование человека, к-рый, реализовав заложенные в нем возможности, достигнув цели жизни, в глубокой старости спокойно примет смерть. Будучи материалистом и атеистом, М. показал несостоятельность веры в бессмертие души и загробную жизнь; резко осуждал религ. изуверство и фанатизм; вред религии видел в том, что она воспитывает в человеке покорность, непротивление существующему злу. Соч.: „Этюды о природе человека (1903), „Этюды оптимизма (1907), „Сорок лет искания рационального мировоззрения (1912).
Читайте: |
---|