Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



МАХ - МЕЧ

Понятия и определения - Атеистический словарь

„МАХАБХАРАТА (санскр. -„Сказание о великой битве бхаратов ) др.-инд. эпос, сложивший­ся приблизительно в 6-2 вв. до н. э. Повествует о легенд, борь­бе двух царских династий - Кау-равов и Панданов. „М. является своеобразной энциклопедией ре-лиг, и филос. учений, мифологии, соц. и политич. институтов Др. Индии. Из „М. позаимствованы все гл. идеи индуизма, наиболее полно выраженные в ,,Бхагавадги-те и „Шантипарве . Помимо религ.-идеалистич. взглядов в „М. широко представлены стихийно-материалистич., диалектич., дуалистич. и т. п. взгляды и концеп­ции.

МАХАВИРА (наст, имя Вардхамана, 6 в. до н. э.) - один из крупн. идеологов и проповедников джай­низма. По преданию, М. родился на территории Бихара, принадлежал к кшатрийскому роду. За аскетич. образ жизни получил  прозвища Джина  (победитель) и Махавира (великий герой).

МАХАЯНА (санскр., букв. - боль­шая   колесница,   широкий   путь спасения)  — одно из двух осн. направлений  буддизма,   по-види­мому, зародившееся еще в древ­ности, но получившее распростра­нение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как  утверждала хинаяна, но и любой   мирянин,   соблюдающий обеты   духовного   совершенства (парамиты), возносящий молит­вы, творящий заклинания, при­бегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облег­чают спасение, привлекая культо­выми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешивать­ся в судьбу каждого из сострада­ния к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно ил­люзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с „высш. абсо­лютом , миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М. раев несколько, они подробно и красочно описы­ваются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового ве­рующего, чем абстрактная, туман­ная нирвана. Все это способствова­ло распространению  М.  как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное бо­жество. Бодхисатвы - его эмана­ции. Осн. положения М. стреми­лись подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным толь­ко наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность созна­ния, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхья­мики не признавали реальным и само   индивидуальное   сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескаче­ственна, не  поддается определе­ниям,   не  может  быть  познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями     мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала осно­вой  ряда  школ и направлений более позднего буддизма за преде­лами Индии, в т. ч. и ламаизма.

МАХДИ (араб. - ведомый, здесь - ведомый Аллахом) — мусульм. мессия. Представления о М. заро­дились в шиитских общинах (см. Шиизм). Мечта порабощенных на­родных масс об об-ве равенства и справедливости воплотилась в ве­ру в скорое пришествие „скрыто­го имама , к-рый поможет своим приверженцам установить такой строй. Позднее учение о М. было воспринято суннитами (см. Сун­низм) с поправкой на время при­шествия, к-рое отодвинуто до „конца света . Образ М. исполь­зовался во времена антифеод, дви­жений. Так, лидер бабизма Али Мохаммед, а также возглавивший движение народных масс в Судане (кон. 19 в.) Мухаммед Ахмед считались М.

МАЦА - см. Опресноки.

МАЦУРИ (яп.) - любое синтоист, религ. действо, чаще всего - храмовый праздник. Каждый храм имеет свою собств. дату М. и свои детали обрядности. Обычно М. от­мечается торжеств, службой, пред­ставлениями „кагура (мистерия на мифологич. темы, иногда сцен­ки фарсового характера), выно­сом символа божества (таблички с именем, зеркала или иного св. предмета) в особом паланкине (омикоси) и сопровождающей его процессией. Помимо священников в обрядах М. важную роль играет храмовый актив. В процессиях и мистериях М. торжеств, сакраль­ные элементы часто причудливым образом переплетаются с комиче­скими, а иногда и с эротическими.

МАЦЦОТ - см. Опресноки.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Влади­мирович (1893-1930), рус. сов. поэт. В своем творчестве выразил неприятие бурж. об-ва, его идеоло­гии, в т. ч. религии. В стихах, про­зе, статьях выступал как воинств, атеист. Разоблачению суеверий, по­казу вреда, приносимого религ. праздниками и обрядами, посвя­щены стихи: „Чье рождество , „Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога , „Два опиума , „Долой , „Ханжа и мн. др. Произведения поэта укрепля­ют веру человека в свои силы, возвеличивают науку, коллектив­ный труд, служат борьбе против отживающих обычаев и тради­ций.

МЕГЕРА - в др.-греч. мифологии одна из трех эриний. М. изобража­лась в виде чудовища, у к-рого вместо волос змеи, а в руках фа­кел и бич.

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio, от meditor — размышляю, обдумы­ваю) — психич. активность лично­сти, целью к-рой является дости­жение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполага­ет определенные изменения в про­текании физиологич. и психич. процессов, что. выражается в рас­слабленности человека, отрешен­ности от внешних объектов, пони­жении его реактивности. Сущест­вуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражне­ния, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наибо­лее известная система М. - йога. М. широко применялась в различ­ных религиях как способ отвле­чения человека от эмпирич. мира и „приобщения его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., „духовные упражне­ния иезуитов, „учение о пути в мусульм. суфизме. Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме.

МЕДИУМ (от лат. medius - сред­ний) — с т. зр. последователей спиритизма, посредник между людьми и миром „духов , к-рый якобы способен „вызывать духи умерших. Л. Н. Толстой высмеял шарлатанство М. в комедии „Пло­ды просвещения .

МЕДРЕСЕ (от араб. „Мадраса - место преподавания) - религ. уч. заведение для подготовки мусульм. служителей культа. В СССР функ­ционирует бухарское М. „Мир-Араб .

„МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ („Движе­ние Кришны ) - один из нетрадиц. культов в совр. бурж. об-ве. Возник, в сер. 60-х гг. в США. Основатель - выходец из Индии, торговый служащий Абхай Шаран Де, или А. Ш. Бхактиведанта Сва-ми Прабхупада (1896 - 1977). В ос­нове учения - вера в персонифицир. божество Кришну и пропо­ведь необходимости служения ему, „прочного любовного союза со всевышним . Вероучение MOCK опирается на определенную интер­претацию индуист. канона - книги „Бхагавадгита . По учению осно­вателя секты, все медитационные системы, основанные на позах и упражнениях йоги, бесполезны, если они не сопровождаются до­стижением „сознания Кришны . Характерными чертами этого со­знания являются восприятие мате­риального мира и своего тела как иллюзии; отрицание деятельности, направленной на удовлетворение чувств и желаний; отношение к до-стижениям цивилизации и про­гресса как к „куче хлама на ули­це . Истинный долг последовате­лей MOCK - „служба Кришне , к-рой надо отдаваться целиком. Достижение „сознания Кришны осуществляется с помощью систе­мы аскетич. ограничений, а также бесконечного повторения мантр (молитв), к-рое приводит челове­ка в состояние экстаза. Кришнаистыживут коллективно в спец. монастырях (ашрамах). Центры MOCK имеются в США (ок. 40), а также в ФРГ, Англии, Голлан­дии, во Франции, в Японии, Кана­де. MOCK издает журнал „Обратно к божественности („Back to god­head ). С политич. т. зр. орг-цию отличают правые взгляды и анти­коммунизм.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИ­СТИЧЕСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (МГЭС) - орг-ция бурж свободомыслящих, основанная в 1952 и объединяющая ученых, писателей, публицистов ряда капиталистич. стран. МГЭС выступает против религии и церкви с пози­ций просветительства, абстрактно­го гуманизма и светской морали, участвует в борьбе за мир и демократич. права. МГЭС имеет свое представительство в ЮНЕСКО и издает ряд журналов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ХРИС­ТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ - между­народ, межконфессиональная орг-ция, созданная в противовес Все­мирному совету церквей крайне реакц. протестантским деятелем К. Макинтайром, к-рый решитель­но выступил против экуменич. объединения церквей вне зависи­мости от их политич. ориентации. Выступая против мирного сосу­ществования, разрядки, политики мира и прогресса, МСХЦ осуждает любые контакты с церк. орг-циями из соц. стран, ведет антикоммуни-стич. и антисоветскую пропаганду. МСХЦ имеет собственное изда­тельство, готовит радиопередачи, к-рые транслируются десятками радиостанций США, пытается неле­гально забрасывать в соц. страны литературу враждебного содер­жания. Выходящий более чем 100-тысячным тиражом еженедельник „Крисчен Бикэн пропитан духом непримиримой враждебности к коммунизму.

МЕККА город в Сауд. Аравии, адм. центр обл. Хиджаз. До воз­никновения ислама М. была религ. центром ряда языч. араб, племен. С 7 в. М. превратилась в св. город мусульман и место их паломниче­ства (хаджжа). В М. находится др. святилище Кааба со св. ,,черным камнем . 14 веков мусульмане всего мира ежедневно 5 раз обра­щаются лицом в сторону М. во время молитвы. В М. ок. 300 тыс. жителей, к-рые занимаются в ос­новном производством предметов религ. культа и обслуживанием паломников. Ежегодно Мекку посещают 1,5 - 2 млн. чел.

МЕЛАНХТОН Филипп (1497 1560) нем. богослов, идеолог Реформации в Германии, сподвиж­ник М. Лютера, составитель ,,Аугсбургского исповедания (1530) и „Апологии Аугсбургокого испове­дания (1531) - основ вероуче­ния лютеранства. М. поддерживал борьбу М. Лютера и Ж. Кальвина против радикальных течений бюр­гер. Реформации, против Мюнцера. После смерти Лютера М. становит­ся вождем нем. лютеранства.

МЕЛЕТИАНЕ - сторонники епи­скопа г. Ликополя Мелетия (ум. 326), к-рый отказался признать служение священников, „не вы­державших испытания во время гонений на христиан. Мелетианское движение не получило широ­кого распространения, поскольку его сторонники вскоре раствори­лись в массе арианцев (см. Ариан­ство) .

МЕЛХИСЕДЕК - библ. мифич. жрец, упоминается в книге Бытие. Его именем названа раннехрист. гностич. секта, основанная во 2 в., последователи к-рой утверждали, что М. был первым и гл. воплоще­нием бога, а Христос был только образом М.

МЕЛЬЕ Жан (1664-1729) - франц. мыслитель, атеист, утопич. коммунист. Будучи сельским свя­щенником, написал гл. труд своей жизни „Завещание . В своем яр­ком обличит, произведении вы­ступил против соц. несправедли­востей феод, об-ва, тирании, экс­плуатации масс, призвав народ к революц. борьбе. Разоблачал религию, в к-роЙ видел защитни­цу устоев власть имущих, убеди­тельно показав несостоятельность религ. представлений, церк. догма­тов, антигуманизм христ. морали. Цсрк. власти приняли решитель­ные меры к тому, чтобы не допу­стить распространения „Завеща­ния . Оно было издано полностью лишь в 1863.

МЕЛЬКАРТ (финик., букв. - царь города) - в финик, религии - бог, покровитель г. Тира и море­плавания. По представлениям фи­никийцев, М., как и Геракл, с к-рым его отождествляли греки, странствовал по морям, основы­вал колонии, побеждал чудовищ и варваров. В своих странствиях М. дошел до зап. окраины мира, где поставил т. н. Мелькартовы столбы (скалы Гибралтара). Сим­волом М. были две колонны, стоявшие в его храмах. Культ М. сопровождался человеч. жертво­приношениями.

МЕНАНДР (милинда) (ум. ок. 150 до н. э.) - правитель греч. вла­дений в Сев. Индии (Греко-Бактрийское царство). Рассчитывая опереться в достижении своих политич. целей на нек-рые слои местного населения, принял буд­дизм. В будд, традиции отождест­вляется с царем Милиндой, диа­лог к-рого с Нагасеной приведен в неканонич. будд. труде „Милиндапаньха .

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834—1907) — рус. естествоис­пытатель-материалист, борец про­тив мистики. Великое науч. дости­жение М. - открытие периодич. закона и построение периодич. системы химич. элементов (1869) . Периодич. закон имеет огромное материалистич. миров оззренч. зна­чение как проявление общих зако­нов диалектики, в части, закона перехода   количеств,   изменений в качественные. Мировоззрение М. сложилось под влиянием мате­риалистич. философии рус. рево­люц. демократов, передовых тра­диций естествознания. М. высту­пал против энергетизма, выражав­шего идеалистич. шатания ряда физиков, вел непримиримую борь­бу со спиритизмом. По его инициа­тиве в 1875 физич. об-во при Петерб. ун-те создало комиссию, к-рая показала антинауч. сущность спиритизма.

МЕНДЕЛЬ Грегор (1822-1884) чешек, естествоиспытатель, осно­воположник генетики. Родился в крестьян, католич. семье, увле­кался естествознанием. Став мо­нахом, затем настоятелем монас­тыря в г. Брюннс, продолжал заниматься естеств. науками, был вольнослушателем Венек, ун-та. М. испытал влияние материали­стич. идей видного цитолога Ф. Ун-гера, проявил интерес к дарвиниз­му. Все это создало в мировоззре­нии М. выраженную тенденцию к естеств.-науч. материализму. От­крытые М. законы наследственно­сти доказывали ее дискретную материальную природу, способст­вовали ее материалистич. понима­нию и подрыву спекуляций теоло­гии и витализма.

МЕННО СИМОНС (ум. 1561) - гол. католич. священник, в 1531 перешедший к анабаптистам. Реор­ганизованные им на началах „крот­кого анабаптизма, смирения и от­каза от насилия остатки анабап­тист, секты получили название об­щины меннонитов.

МЕННОНИТЫ - последователи одного из течений в протестантиз­ме, возникшего в 16 в. в Нидер­ландах на почве „мирн. анабап­тизма . Основатель - Менно Си­моне выступил с проповедью при­мирения с действительностью, от­каза от насилия, с требованием нравств. самосовершенствования. Принципы вероучения М. изложе­ны в „Декларации главных статей нашей общей христианской веры (1632). Характерным для М. яв­ляется крещение людей в зрелом возрасте. Церк. иерархия отрицается, общины имеют самостоят. управление. Создан международ, орган М. - Всемирн. конференция М., находящаяся в США (общины М. в СССР в нее не входят). Пер­воначально М. распространились в Голландии и Германии, затем в др. странах. В России они появи­лись в 18 в. среди нем. колонистов в Таврической, Екатеринослав-ской, а впоследствии и в др. губер­ниях. Клас. дифференциация не только породила глубокие проти­воречия среди колонистов, но и привела к расколу в рядах М. Возникли группировки т. н. церк. и братских М. Последние сблизи­лись с баптистами, стали прини­мать участие в совместных с ними богослужениях. Руководители большинства общин М. враждебно встретили Октябрьскую револю­цию, вели антисов. агитацию, под­стрекали верующих к эмиграции из СССР. Часть М., поддавшаяся агитации и в кон. 20-х гг. выехав­шая из СССР, впоследствии воз­вратилась обратно. В 1963 брат­ские М. вошли в состав ВСЕХ Б. В наст. вр. в общинах, состоящих, как правило, из лиц нем. нацио­нальности, идут поиски путей к преодолению переживаемого М. кризиса. В то время - как значит, часть меннонит. общин осущест­вляет деятельность „в согласии с законами , „в примирении с ми­ром , отд. руководители общин толкают верующих на путь экстре­мизма, отказа от выполнения гражд. обязанностей. Это диктует необходимость улучшения воспитат. работы среди М. с упором на интернац., патриотич. и идейно-политич. воспитание.

МЕНШИНГ Густав (1901-1978) - западногерм. религиовед, высту­павший по проблемам философии и социологии религии. Пытался дать антиисторич., чисто формаль­ную классификацию религ. фено­менов.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сер­геевич (1866-1941) - рус. писатель, религ. философ. Испы­тал влияние Достоевского и Ниц­ше, Соловьева и Розанова. В нач. 90-х гг. выступил как теоретик рус. декадентства. В 1901 по его инициативе в Петербурге были организованы религ.-филос. собра­ния (см. Богоискательство), цель к-рых заключалась в попытке пробудить у интеллигенции инте­рес к церкви. По мнению М., историч. христианству (в отличие от антич. политеизма с его куль­том телесного, земного) свойст­вен монаш. аскетизм, противопо­ставление духовно-божеств. начала светской культуре и реальной жиз­ни. „Новое религиозное сознание , подлинная религия, полагал он, вырастет из синтеза античности и христианства. В соц. сфере это приведет через богочеловечество к „безгосударственной религиоз­ной общественности . Соч.: „Л. Толстой и Достоевский , тт. 1-2 (1901-1903), „Грядущий хам (1906), „Не мир, но меч (1908), „Рождение богов (1925) и др.

МЕРИНГ Франц (1846-1919) - один из руководителей левого крыла герм. с.-д. партии и созда­телей КП Германии, историк, ли­тературовед, философ, биограф К. Маркса. Отстаивая чистоту уче­ния К. Маркса и Ф. Энгельса, М. подверг основательной критике различные течения бурж. фило­софий и социологии. М. выступал, в частн., против идеалистич. тео­рий, признающих, за религией оп­ределяющую роль в об-ве. В „Ле­генде о Ле,ссинге , „Историческом материализме , „Истории Герма­нии с конца средних веков , в статьях о христианстве М. пока­зал зависимость религ. представ­лений от конкр.-историч. обществ, отношеций. В соц.-экономич. фак­торах видел М. и причины эволю­ции самого христианства. М. вскрыл реакц., антинауч. сущ­ность религии, несовместимость религ. и диалектико-материалистич. мировоззрений.

МЕРКУРИЙ — в др.-римск. мифо­логии — сын Юпитера, бог торгов­ли, покровитель путешественни­ков; отождествлялся с греч. Гер­месом. М. изображался с кошель­ком и жезлом в руках, в крыла­тых сандалиях и в дорожной шляпе.

МЕРТОН Роберт Кинг (р. 1910), амер. бурж. социолог, сторонник структурно-функционального ана­лиза. В социологии религии исхо­дит из того, что осн. фактором соц. интеграции является ценност­ная система, общая для членов данного об-ва и выполняющая функцию поддержания стабиль­ности существующей соц. систе­мы. Разложение системы ценнос­тей и идеалов порождает „ано­мию , т. е. отчуждение человека от об-ва, господство в индивид, и обществ, сознании индивидуа­лизма и эгоизма. М. усматривает в этом конфликт, свойственный всякому „индустриальному об­ществу , неправомерно распрост­раняя представления о клас.-антагонистич. об-ве на об-во в целом. Слабость концепции М. обусловле­на отсутствием конкр.-историч. подхода к рассматриваемым им проблемам.

МЕРУ - в индуист. мифологии св. гора в центре земли (мира), во­круг к-рой вращаются планеты. На ней стоит Шива, поддерживаю­щий и соединяющий землю, небо и ад. Считалось, что на М. располо­жен город индуист. богов и небо­жителей.

МЕССА (франц. messe) - литур­гия в католич. церкви. В содержа­ние М. входит чтение молитв, пес­нопения в сопровождении органа. Заканчивается М. обрядом прича­щения. По решению II Ватикан, со­бора (1962-1965) (конституция „О литургии ) в М. был введен ряд новшеств: разрешено проведе­ние М. на нац. языках, принято решение о восстановлении общей молитвы в церкви, с особого раз­решения папы и по постановлению епископов разрешено причащаться мирянам и хлебом и вином, реко­мендуется включать в М. элемен­ты нац. музыки и др.

МЕССИАНИЗМ (от др.-евр. „машиах - помазанник) — учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, приз­ванного установить справедливый и угодный богу порядок. Возник­ло как выражение бессилия угнетенных масс, как иллюзорная на­дежда на помощь сверхъестеств. сил. В иудаизме мессией первона­чально именовался царь, подверг­шийся при интронизации церемо­нии помазания. После гибели евр. гос-ва в пророков книгах постепен­но оформляется учение о мессии как грядущем избавителе евреев от иноземного гнета, призванном восстановить договор Яхве с его избранным народом. Вначале ожи­дался приход мессии на землю и его победа земными (военными) средствами, хотя и при неизбеж­ном вмешательстве сверхъестеств. сил. По мере крушения реальных попыток нац.-государств, освобож­дения евреев ожидание прихода мессии принимало все более мис-тич. характер. В своеобразной фор­ме М. проявился в христианстве. В соответствии с христ. эсхатоло­гией второе пришествие мессии (Христа) должно последовать за первым, во время к-рого Хрис­тос выполнил лишь начальный этап возложенной на него богом-отцом миссии. Распространение христианства среди разл. народов Римск. империи вызвало трансфор­мацию М. Приход мессии должен был означать уже избавление от бедствий всего человечества. Ис­точник же зла, обусловившего не­обходимость искупления, был пе­ренесен на первород. грех Адама и Евы.

МЕССИЯ - см. Мессианизм.

МЕСЯЦЕСЛОВ - см. Святцы.

МЕТАБУДДИЙСКИЕ РЕЛИГИИ - термин, к-рым обозначается груп­па религ. сект и направлений, возникших в Японии после ее поражения во второй мир. войне, относящихся к разряду т. н. „но­вых религий („синко-сюкё ) и претендующих на. указание верую­щим „единственно правильных путей спасения. Как и др. „новые религии , М. р. гораздо более до­ступны для широкого круга людей благодаря значительно упрощен­ным правилам вступления в общи­ны, отсутствию отягощающих обя­зательств и больших ден. затрат. Секты эти обещают спасение в са-мое ближайшее время, и в земной жизни, а не после смерти. Они пре­доставляют каждому возможность самовыявления, создают иллюзию заботы всех о каждом. М. р. воз­никли на основе буддизма в той его форме, к-рую придал ему про­поведник 13 в. Нитирэн, основы­ваясь на „Сутре о лотосе благого закона - одном из самых попу­лярных будд, текстов. М. р. свойственны высокая миссионер, активность, повышенный интерес к политич. и соц. вопросам. На­иболее массовыми М. р. явля­ются Сока-гаккай и Риссё косей кай (Об-во по установлению спра­ведливости и дружеств. отноше­ний).

МЕТАГАЛАКТИКА (греч. - то, что за галактикой) — часть беско­нечной Вселенной, представляю­щая огромную, но конечную сово­купность галактик и их систем. Ныне для изучения доступна об­ласть М., включающая примерно миллиард галактик. Астрономией установлено, что галактики взаим­но удаляются со скоростями, про­порциональными расстоянию меж­ду ними, существует специфич. радиоизлучение, равномерно за­полняющее всю доступную ис­следованию область М. Из этих фактов вытекает, что 15-18 млрд. лет назад имел место грандиозный взрывной переход материи („боль­шой взрыв ) из сверхплотного и сверхгорячего состояния в то со­стояние, которое наблюдается ны­не, и началось расширение М. Отождествление теологами „боль­шого взрыва с божеств, сотворе­нием мира несостоятельно, ибо М. - лишь один из элементов бес­конечной Вселенной, но не весь мир; существующее состояние ма­терии М. возникло не из ничего, а из сверхплотного и сверхгоряче­го состояния ее, сам взрывной пе­реход осуществился в соответст­вии с естеств. законами природы.

МЕТАФИЗИКА (др.-греч. meta ta physika - после физики) - умозрит. филос. учение о сверхчув­ственных (сверхприродных) „при­чинах и началах (Аристотель) всего сущего. М. в этом смысле — идеалистич. попытка вывести фи­лос. определения бытия из „чи­стого мышления , независимо от опыта и - конкр. наук. В более широком смысле М. определяется (особенно в позитивизме) как фи­лос. учение, претендующее на зна­ние реальности „как она есть , не­зависимо от человеч. сознания и познания. Тем самым в число „метафизич. учений включают и материализм, признающий сущест­вование и познаваемость реально­го мира. Марксизм рассматривает М. как метод познания, противо­положный диалектике и характе­ризуемый односторонностью и аб­страктностью, абсолютизацией и онтологизацией формально-логич. законов (тождества, противоречия, исключенного третьего), превра­щающихся в „законы неизменно­го и непротиворечивого бытия. С др. стороны, возможна и М. как абсолютизация изменчивости су­ществующего, относительности ве­щей и понятий, ведущая к реляти­визму и софистике. В рамках фи­лософии религии наблюдаются значит, расхождения по вопросу о соотношении М. и теологии: от их отождествления у Аристоте­ля и до резкого противопоставле­ния (напр., у Дунса Скота).

МЕТЕМПСИХОЗ - см. Переселе­ние души.

МЕТОДИСТЫ - последователи од­ного из протест, течений, заро­дившегося во вт. четв. 18 в. в анг-ликан церкви. В 1729 в Оксфорд, ун-те Дж. Уэсли основал неболь­шой кружок, члены к-рого отлича­лись особым религ. рвением, упор­ством и методичностью в изучении Библии (отсюда название М.). Д. Уэсли преследовал цель - ре­формировать англикан. церковь, повысить интерес масс к религии и с ее помощью притупить остроту соц. протеста трудящихся против ужесточения эксплуатации в пери­од развернувшейся промышлен­ной революции. Не получив под­держки со стороны офиц. церкви, он приступил к организации мас­совых молитв, собраний под от­крытым небом, выступая на них с проповедями, излюбленной темой к-рых было красочное описа­ние адских мук нспокаявшихся грешников, и доводя при этом слу­шателей до религ. экстаза. В 40 60-е гг. 18 в. М. создают автори­тарную, строго централизованную и дисциплинированную орг-цию. Особое внимание М. уделяли проповеднич. деятельности как гл. инструменту усиления влияния на верующих, они создали институт т. н. странствующих проповед­ников. С помощью этих мер новое течение широко распространилось в Англии и в се амер. колониях. В 1784 в г. Балтиморе основана методистская епископальная цер­ковь США. В основу вероучения М. положен сокращенный англикан. символ веры. Культ М. также сохранил мн. черты культа англи­кан. церкви. В наст. вр. М. имеют свои объединения в 87 странах с числом верующих ок. 26 млн. Особенно широко распространены М. в США (18 различных течений, насчитывающих 12,5 млн. верую­щих). Ведущее место принадлежит Объединенной методист, церкви США. М. имеют свою международ, орг-цию - Всемирн. методист. совет, созданный в 1881 и объеди­няющий 55 нац. церквей (ок. 20 млн. верующих). Каждые 10 лет М. созывают всемирн. конферен­ции. В СССР функционирует Эстон­ская методист, церковь, насчиты­вающая 14 объединений (2,2 тыс. верующих).

МЕТОДЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Атеистиче­ское воспитание, Атеистическое воспитание в семье, Атеистическое воспитание в трудовом коллекти­ве, Атеистическое воспитание в школе, Атеистическое воспита­ние молодежи.

МЕЧЕНОСЦЫ - то же, что Ливонс­кий орден (см. Военно-монашес­кие ордены).

МЕЧЕТЬ (араб, „масджид - мес­то поклонения) - культовое зда­ние в исламе, где совершаются богослужения и произносятся про­поведи. Имеются соборные или пятничные М., а также сельские и квартальные.    Противоположная входу стена М., как правило, ори ентирована в сторону Мекки. В се центре имеется ниша, украшенная текстами из Корана, - михраб, указывающая, куда должны обра­щаться лицом мусульмане во вре­мя молитвы. Справа от михраба размещается мимбар - кафедра С лесенкой, откуда читается Ко­ран и произносятся проповеди. На внутр. стенах М. нет иных ук­рашений, кроме орнамента и вы­держек из Корана. При мн. М. возведены минареты, имеются бас­сейны или спец. сооружения для омовений.

МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916) - рус. биолог, один из соз­дателей эволюц. эмбриологии, им­мунологии, лауреат Нобелевской премии (1908). Испытал влияние позитивизма. Критиковал прагма­тизм Джемса, интуитивизм Берг­сона, телеологию, религ.-мистич. представления о жизни и смерти. Идеализму и религии М. противо­поставлял разрабатываемое им „рациональное мировоззрение . По его мнению, природа создала человеч. организм несовершенным и дисгармоничным. Преждевре­менная старость препятствует лич­ности осуществить свое назначе­ние в мире. Отсюда - пессимизм и страх смерти. Наука сможет про­длить активное существование че­ловека, к-рый, реализовав зало­женные в нем возможности, до­стигнув цели жизни, в глубокой старости спокойно примет смерть. Будучи материалистом и атеистом, М. показал несостоятельность ве­ры в бессмертие души и загроб­ную жизнь; резко осуждал религ. изуверство и фанатизм; вред ре­лигии видел в том, что она вос­питывает в человеке покорность, непротивление существующему злу. Соч.: „Этюды о природе чело­века (1903), „Этюды оптимиз­ма (1907), „Сорок лет искания рационального мировоззрения (1912).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ЮБИ - ЮРО

ЮБИЛЕЙНЫЕ  (СВЯТЫЕ) ГОДЫ - первоначально - официаль­но установленные папой Бонифа­цием VIIIв 1300 столетние юби­леи церкви. Однако уже в 1343 интервал между Ю. г. был сокра­щен до 50 лет, а в 13...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...