Православное естествознание
Атеистическое движение - Бога нет? |
Сурдин Владимир Георгиевич, астроном, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга (ГАИШ МГУ) Православное естествознание Среди множества альтернативных учебников по школьному курсу естествознания в последние годы стали появляться и совершенно новые, написанные священниками православной церкви либо верующими авторами без духовного сана, но с одной и той же декларированной ими целью — доказать, что неверующие ученые делают неверные выводы из научных фактов, и что эти факты в действительности подтверждают библейские мифы о сотворении мира и человека, о малом возрасте мира (около 7500 лет) и о существовании Бога. Сами авторы этих книг называют себя представителями креационной науки (от лат. creatio — создание, сотворение), а труды свои относят к научно-апологетическим. Напомню, что “апологетика” во втором своем значении — это “часть богословия, ставящая своей задачей защиту религии”. Правда, в русском языке более в ходу первое значение слова апологетика — предвзятая защита, восхваление чего-либо, вместо объективного разбора. Напомню читателю, что дату 1 сентября 5508 г. до н.э. (по юлианскому календарю) принято считать за начало греко-католического (византийского) летосчисления. Это одна из мировых эр, которую христианская церковь называет “от сотворения Мира”. Таким образом, через несколько лет нас ожидает юбилей. Возможно, что отчасти с этим связана нынешняя активность апологетов и креационистов. Хотя есть и менее юбилейные причины: государственная поддержка православной церкви, безработица среди ученых, и другие. Думаю, что книги креационистов нельзя оставить без внимания по нескольким причинам. Для нашей страны это новый аспект проблемы “наука и религия”. Впервые русскоязычный читатель нашего времени получает библейскую трактовку естественнонаучных фактов (или того, что выдается за факты). Ученым и квалифицированным педагогам желательно было бы понять, с чем мы имеем дело — с новым направлением научной критики или с простой демагогией. При этом, независимо от “диагноза” следует учитывать, что книги православных апологетов найдут почву в среде учащихся и части учителей (упрощенная трактовка любого сложного явления всегда находит приверженцев), а значит, от преподавателей потребуется более глубокое знание научных фактов, более творческое овладение методикой образования, в частности, отход от “зубрежки” и разворот к опытному обоснованию научных фактов, к разъяснению методики научного процесса. Безусловно, это будет полезно как самим педагогам, так и учащимся. “Тепличные условия”, в которых развивалось преподавание естественных наук в советское время, будем надеяться, уже не вернутся. Теперь альтернативные взгляды будут присутствовать не только в идеологии, но и в физике, астрономии, биологии. Хотя по сути своей они, разумеется, обслуживают борьбу идеологий и в глубине своей имеют экономические причины, однако нынешнему “накату” православной церкви на науку апологеты пытаются придать форму научного диспута, и именно в таком виде он воспринимается определенной частью общества. Для педагога-естественника научный диспут — малознакомое занятие; видимо, оно потребует специальной подготовки. Именно поэтому я рекомендую поразмышлять над книгами апологетов Библии, над их доказательной базой и стилем общения с учеником: и в том и в другом есть немало занятного.