ЧАВ - ЧУР
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907) - груз, писатель, мыслитель-материалист, обществ, деятель, основоположник критич. реализма в груз, лит-ре. На мировоззрение Ч. большое влияние оказали рус. революц. демократы. Придерживаясь материалистич. взгляда на природу и отрицая существование бога, Ч., однако, допускал возможность использования религии для улучшения отношений между людьми.
ЧАДРА (от перс, „чадор ) — род покрывала, к-рое шариат предписывает носить женщине за пределами дома. Ч. скрывает линии фигуры и закрывает лицо, за исключением глаз, сковывает движения. В СССР ношение Ч. и паранджи практически изжито.
ЧАЛМА — головной убор у мусульман — полотнище ткани, намотанное на тюбетейку или феску. В СССР носит Ч. в основном лишь мусульм. духовенство.
ЧАНЬ - см. Дзэн.
ЧАРВАКА - см. Локаята.
ЧАРОДЕЙСТВО, чарование, чаротворение - магич. действия, основанные на вере в сверхъестеств. возможность влиять на судьбы людей и явления природы. Эта вера порождена беспомощностью человека перед стихиями природы, болезнями, смертью. Верили, что с помощью магич. средств можно предсказать, предупредить или вызвать то или иное состояние человека и природы. Средствами Ч. служили заклинания, талисманы и амулеты, кольца, венки, части тела животных, разл. „приворотные снадобья и заговоры -„присушки . С ростом просвещения, общего образоват. уровня, с распространением атеизма и безрелиг. форм мышления уходят в прошлое массовая вера и массовое обращение к многочисл. способам магич. практики, хотя среди определенных слоев бурж. об-ва в последнее десятилетие Ч. вновь получило нек-рое распространение.
ЧАСОВНЯ - малая церковь без алтаря; ставилась над входом в склепы и служила надгробным памятником; сооружалась в память различных событий церк. или гос. жизни, по случаю обществ, бедствий (т. н. Ч. обетные), у т. н. св. мест - родников, озер, почитаемых деревьев, мест „явления чудотв. икон.
ЧАСОСЛОВ - церк.-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и др. тексты суточного круга богослужения (кроме текстов литургии, собранных в служебнике) . Ч. предназначается для церк. чтецов и певчих.
ЧАЧВАН (от перс. „чешм бенд , досл. - повязка для глаз) - плетенная из конского волоса прямоугольная сетка, накидка на лицо женщины у мусульман - таджиков и узбеков. Ч. был дополнением к парандже. Ношение Ч. обусловлено нормами шариата.
ЧЕЛОВЕК - высш. ступень развития жизни на Земле, соц. существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членоразд. речью. Он отличается от наиболее высокоорганизованных животных (приматов) объемом и организацией головного мозга, прямохож-дением, свободой верхних конечностей, используемых в трудовой деятельности, и др. признаками. Будучи продуктом обществ, трудовой деятельности, Ч. вместе с тем является ее субъектом, творцом обществ, отношений, соц. и культурн. действительности, историч. процесса. Последовательно проводя принцип материалистич. монизма в понимании Ч., историч. материализм основывается на единстве Ч. и природы, рассматривает психику Ч. как свойство высокоорганизованной материи - человеч. мозга, как высш. форму активного отражения действительности в идеальных субъективных образах. Будучи природным существом, Ч. приспосабливает природу на основе познания ее законов к своим собств. целям. В ходе развития об-ва как особой, высш. формы движения материи Ч. отделяется от остальной природы и обретает все большую относит, самостоятельность, создавая условия своего существования, обеспечивая себе растущую свободу. Подчиняясь биологич. и физич. закономерностям как живой организм, Ч. определяется как личность соц. связями и законами. В самой своей биологич. организации Ч. несет печать социальности. Не только специфич. высш. качества Ч. — сознание, речь, но и природные задатки развиваются в обществ, практике, предметной деятельности, во взаимодействии и в общении с др. людьми. Материальное обществ, производство, опосредующее удовлетворение потреб-. ностей, лежит в основе дистанцирования Ч. от среды, трансформации биологич. потребностей в соц.-деятельные, в способность преобразовывать природу. Науч., материалистич. понимание Ч. противостоит религ. и филос.-идеалистич. пониманию, мистифицирующему сущность Ч.
ЧЕРБЕРИ (Херберт Чербери) Эдуард (1583-1648) - англ. философ и политич. деятель. В „Трактате об истине (1624) противопоставил религиям откровения (иудаизму, христиансту, исламу) т. н. истинную, или разумную, религию, источником к-рой считал понятие о боге как высш. существе. Принципами этой религии являются также признание добродетели гл. проявлением богопочитания, раскаяние в грехах и т. д. Религ.-филос. концепция Ч. заложила основы англ. деизма.
„ЧЁРНАЯ ТЕОЛОГИЯ - неформальное идейно-теоретич. направление в рамках т. н. черной (негритянской) религии, рассматривающее „подлинное христианство как религ.-культурн. выражение жизнен, опыта негритянского народа и духовное средство его освобождения. В идейн. отношении „Ч. т. родственна движениям черных мусульман, „черного иудаизма и т. п. Распространена гл. обр. в США, где начала складываться в прошлом столетии в противовес традиц. христианству как „расистской религии , прививающей послушание и примирение с угнетением. Заметно активизировалась в 60-70-е гг. 20 в. в связи с углублением соц. кризиса, усилением борьбы негров за гражд. права. Нек-рые „черные теологи выдвигают концепцию африканского происхождения иудео-христ. традиции, следствием чего является переосмысление ими Библии посредством образов „черного Моисея , „черной божьей матери , „черного мессии . Большинство же выступает за демифологизиров. истолкование св. писания и рассматривает Христа прежде всего как символ протеста и освобождения наиболее угнетенных слоев, каковыми в совр. условиях являются негры. Таково гл. основание пропагандируемых „черными теологами идей богоизбранности негритянского народа, искупит, характера его судьбы и его особого историч. предназначения. Соц.-политич. установки „черных теологов варьируют от радик. лозунгов „черной власти и тотального отрицания „белой цивилизации до умеренно-либеральных программ афро-амер. просветительства, развития негритянских кооперативов, поддержки „черного капитализма. Подменяя соц.-клас. основания неравенства и угнетения расово-этническими, идеологи „Ч. т. объективно поддерживают политич. сектантство и изоляционизм в негритянском движении, его отрыв от борьбы трудящихся за демократич. права и соц. прогресс
ЧЕРНОКНИЖИЕ - пользование в колдовских целях „черными книгами - старинными европ. сборниками, содержащими руководство для колдовства, вызова чертей, изготовления амулетов и талисманов, гаданий, сонники, знахарские „лечебники , заклинания и суеверные приметы. В средние века верили, что дьявол имеет свои книги, подобно тому как у бога есть „св. писание . „Черные книги - сочинения ср.-век. мистиков, собиравших сведения о суевериях, распространенных среди колдунов и „ведьм . В Зап. Европе наиболее известны: „Ключ Соломона , „Большой Гримуар , „Шестая книга Моисея , „Седьмая книга Моисея .
ЧЕРНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ (англ. black muslims; собств. назв. - нация ислама) — религ. движение среди негров США, объединяющее в своих рядах по различным оценкам от 50 до 200 тыс. членов. Зародилось в нач. 30-х гг. 20 в. В учении Ч. м. причудливо сочетаются идеи ислама (они признают Коран своей св. книгой, поклоняются Аллаху) и христианства (учение об армагеддоне), из к-рых выводится проповедь ненависти ко всем белым. Идеологи Ч. м. вещают, что близится время истребительной войны армагеддон, в к-рой все белые должны погибнуть, и тогда черные под водительством черного Аллаха станут управителями мира. А пока все черные должны порывать отношения с белыми. Этот призыв к самоизоляции ставит преграды на пути участия Ч. м. в борьбе за соц. преобразования и гражд. права.
ЧЁРНЫЙ КАМЕНЬ - фетиш, почитаемый мусульманами. Состоит из нескольких кусков, скрепленных серебряным обручем; по-видимому, метеорит. Он вделан в нишу с наружной стороны одной из стен Каабы. Мусульмане, посещающие Мекку, стремятся прикоснуться к Ч. к., т. к. верят, что это окаменевший ангел, к-рый во время страшного суда выступит в защиту прикасавшихся к нему верующих.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889) - рус. философ-материалист и атеист, ученый, писатель, публицист. В руководимом им журнале „Современник опубликован гл. филос. труд Ч. „Антропологический принцип в философии (1860). Науч. подход к мировоззренч. проблемам Ч. связывал с антропологич. материализмом Фейербаха, Антропологизм, как считал Ч., дает ключ к теоретич. решению проблем морали, искусства, политики, политич. экономии и т. д. Такой подход не оставляет пути к сделкам с „фантастическими заблуждениями - религией и идеал истич. философией. Мораль с т. зр. материального единства мира является знанием всеобщей природы мироздания и человека как его части, его исконных, „естественных потребностей и интересов. Согласовать мир с потребностями „человеческой натуры означало, с т. зр. Ч., преодолеть соц. препятствия, стоящие на пути к обретению индивидом собств. природы. Религ. этике Ч. противопоставлял этику „разумного эгоиста , к-рого на акты благородного самопожертвования толкает его Личный интерес, он свободно делает все, что нужно, для торжества избранного идеала. Ч. лучше др. революц.-демократич. мыслителей понял роль экономики в формировании тех или иных идей. Однако он не мог подняться до историч. материализма и увидеть действительные их соц. корни, в т. ч. и корни религии. Ч. считал необходимым освобождение народных масс от невежества, от религ. взглядов и суеверий путем просвещения и распространения естеств.-науч. знаний. Осн. работы, в к-рых Ч. критикует религию, -„Полемические красоты (1861), „Франция при Людовике Наполеоне (1859), „Суеверие и правила логики (1859), „Борьба пап с императорами (1889).
ЧЁРТ - то же, что Сатана.
ЧЁТКИ - стеклян., костяные, деревян., янтарн. и др. шарики, нанизанные на шнурок или соединенные друг с другом крючками; у православных и католиков к Ч. подвешивается крестик. Служат для отсчитывания молитв и поклонов (отсюда название). В пра-восл. церкви Ч. пользуются только монахи и монахини. Согласно церк. преданию, Ч. были введены в 4 в. основателем одного из первых христ. монастырей Пахомием Великим для неграмотных монахов, к-рые ежедневно должны были совершать опред. число молитв и поклонов. Ч. распространены также у буддистов и мусульман.
ЧЁТЬИ МИНЕИ - см. Минеи четьи.
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - стала автокефальной в 1951. Состоит из 4 епископств (Прага, Оломоуц, Прешов, Михаловце) и ок. 150 приходов. Во главе церкви стоит митрополит. Кадры священнослужителей готовятся на правосл. теологич. ф-те в Прешове. Подавляющее большинство правосл. верующих - это чехи и словаки, но имеются среди них и украинцы, русские, болгары и греки.
ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ, БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ (в Моравии — Моравские братья) — религ. секта, возникшая в сер. 15 в. после поражения таборитов и всего гусит. движения. Общины Ч. б. со временем объединились в церк. орг-цию, независимую от Рима. На формирование соц.-религ. взглядов Ч. б., первоначально состоявших из крестьян и городских низов, большое влияние оказало антифеод, утопич. учение чешек, мыслителя Петра Хельчицкого (ок. 1390 - ок. 1460). Отвергая вслед за ним феод, представления о сословном делении об-ва, Ч. б. призывали к единению всех людей, проповедовали бедность, восстановление порядков раннехрист. общин и непротивление насилию. Они выступали против гос. службы, отрицали орг-цию католич. церкви и мн. элементы ее культа - обрядность, почитание святых, мощи, церк. облачения, индульгенции и т. п. К кон. 15 в., после того как в общины Ч. б. вливаются представители зажиточных сословий, первоначальный радикализм уступает место умеренным настроениям и течениям. Ч. б., особенно в более поздний период, были орг-цией не только религ., но и культурно-просветит. Из их среды вышли мн. деятели чешек, культуры, в т. ч. известный мыслитель, идеолог Ч. б. Лукаш Пражский, основатель знаменитой Кралицкой типографии Ян Благослав, Я.А.Коменский. После поражения Чешского восстания 1618-1620 общины Ч. б. были разгромлены, а часть их эмигрировала в Польшу и Германию. В 18 в. последователи Ч. б. положили начало религ.-обществ. движению гернгутеров (от названия местечка Гернгут в Саксонии), общины к-рых распространились в Латвии, Эстонии и Сев. Америке. Их общины просуществовали до перв. пол. 20 в.
„ЧИВИЛЬТА КАТТОЛИКА (итал. „La Civilta Cattolica -„Католическая цивилизация ) - журнал, орган иезуитов Италии, основан в 1850, выходит в Риме 2 раза в месяц, распространяется в 94 странах. ,,Ч. к. выступает против марксист.-ленин. учения, теории и практики науч. атеизма. Публикуемые в журнале статьи по соц.-политич., филос. и религ. вопросам отражают офиц. позицию Ватикана.
ЧИСТИЛИЩЕ - согласно католич. вероучению - промежуточное место между раем и адом, где души „грешников , не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католич. богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в Ч. может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен “добрыми делами в память умершего оставшихся на земле родных и близких. Под „добрыми делами понимаются молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. Представления о Ч. сложились уже в 1 в. христианства. Учение о нем разработал Фома Аквинский. Догмат о Ч. был принят Флорентийским собором в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором. Правосл. и протест, церкви отвергают учение о Ч.
„ЧЛОВЕК И СВЯТОПОГЛЬОНД („Człowiek i światopogłąd - „Человек и мировоззрение ) — польск. науч.-мировоззренч. ежемесячный журнал, издается с 1962 в Варшаве на польск. языке. До 1968 назывался „Зешыты „Аргументув („Тетради „Аргументов ) и выходил как двухмесячное приложение к еженедельнику “Аргументы .
ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ - эмоц. отношение верующих к сакральным существам, связям, к сакра-лизов. вещам, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым явлениям природы и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать Ч. р., но лишь те, к-рые спаяны с релит, представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соот-ветств. направленность, емьюл и значение. Ч. р. возникают на основе религ. потребностей и, в свою очередь, сами становятся объектом потребности - тяготения к их переживанию, к религ. эмоц. насыщению. Они являются существенным элементом религ. сознания. Ч. р. суть „общественный продукт (К. Маркс), как и религия в целом, превратно выражают отношения людей к господствующим над ними в повседневной жизни чуждым природным и обществ, силам. Богословы считают, что человек является носителем „религ. чувства , к-рое имеет сверхъестеств. источник. В действительности же Ч. р. порождаются определенными соц. условиями. По своей физиология, основе и психология, свойствам они не содержат ничего специфического. С религ. представлениями могут сплавляться и получать соответств. направленность и смысл различные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание и пр.; в этом случае переживаются „любовь к богу , „чувство греховности, смирения, покорности , „радость богообщения , „надежда на потустороннее воздаяние и т. д. Религия деформирует эмоции верующих. В ценностной шкале „высшие ступени занимают чувства, испытываемые по поводу сверхъестественного, а переживания отношений к реальным людям, об-ву, природе попадают в разряд второстепенных, производных. Нек-рые эмоции осуждаются как враждебные религ. мировоззрению и морали. Ч. р. снижают соц. активность людей во внерелиг. сферах, а наиболее фанатично настроенных верующих могут побуждать к аскезе, к уходу „от мира .
ЧУДО - в религии сверхъестеств., непостижимое событие, вызванное волей божьей и нарушающее законы природы. Многочисл. легенды о чудесах содержатся в св. книгах всех религий. В т. н. религиях откровения (христианстве, исламе, иудаизме) Ч. считается внешним признаком, свидетельством истинности божеств, откровения. С развитием науч. знания вера в Ч. была подорвана и пошла на убыль. В наст. вр. церковь пытается спасти веру в Ч. спекуляцией на нерешенных проблемах науки. Попытки „демифологизировать религию несостоятельны потому, что вера в Ч. — краеугольный камень любой религии. Совр. наука и науч. мировоззрение несовместимы с верой в Ч.
ЧУР, щур - в религ. верованиях др. славян — мифология, прародитель и покровитель рода, незримая сила, охраняющая людей (отсюда заклинат. формула против злых духов: „Чур меня! ). Позже представления о Ч. были вытеснены образом домового.
ЧУРИКОВЦЫ - см. Трезвенники.
ЧУРИНГА - камень или дощечка с рисунком, считавшиеся у ряда центральноавстралийских племен вместилищами душ тотемных и реальных предков рода.
Читайте: |
---|