Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ЧАВ - ЧУР

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907) - груз, писатель, мыслитель-материалист, обществ, деятель, основоположник критич. реализма в груз, лит-ре. На миро­воззрение Ч. большое влияние оказали рус. революц. демократы. Придерживаясь материалистич. взгляда на природу и отрицая существование бога, Ч., однако, допускал возможность использо­вания религии для улучшения отношений между людьми.

ЧАДРА (от перс, „чадор ) — род покрывала, к-рое шариат предпи­сывает носить женщине за преде­лами дома. Ч. скрывает линии фигуры и закрывает лицо, за исключением глаз, сковывает движе­ния. В СССР ношение Ч. и паранд­жи практически изжито.

ЧАЛМА — головной убор у му­сульман — полотнище ткани, намо­танное на тюбетейку или феску. В СССР носит Ч. в основном лишь мусульм. духовенство.

ЧАНЬ - см. Дзэн.

ЧАРВАКА - см. Локаята.

ЧАРОДЕЙСТВО, чарование, чаротворение - магич. действия, осно­ванные на вере в сверхъестеств. возможность влиять на судьбы людей и явления природы. Эта ве­ра порождена беспомощностью че­ловека перед стихиями природы, болезнями, смертью. Верили, что с помощью магич. средств можно предсказать, предупредить или вызвать то или иное состояние человека и природы. Средствами Ч. служили заклинания, талисма­ны и амулеты, кольца, венки, час­ти тела животных, разл. „приво­ротные снадобья и заговоры -„присушки . С ростом просвеще­ния, общего образоват. уровня, с распространением атеизма и безрелиг. форм мышления уходят в прошлое массовая вера и массовое обращение к многочисл. спо­собам магич. практики, хотя среди определенных слоев бурж. об-ва в последнее десятилетие Ч. вновь получило нек-рое распространение.

ЧАСОВНЯ - малая церковь без алтаря; ставилась над входом в склепы и служила надгробным памятником; сооружалась в па­мять различных событий церк. или гос. жизни, по случаю обществ, бедствий (т. н. Ч. обетные), у т. н. св. мест - родников, озер, почита­емых деревьев, мест „явления чудотв. икон.

ЧАСОСЛОВ - церк.-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и др. тексты суточного круга богослужения (кроме текстов литургии, собран­ных в служебнике) . Ч. предназна­чается для церк. чтецов и певчих.

ЧАЧВАН (от перс. „чешм бенд , досл. - повязка для глаз) - пле­тенная из конского волоса прямо­угольная сетка, накидка на лицо женщины у мусульман - таджи­ков и узбеков. Ч. был дополнени­ем к парандже. Ношение Ч. обус­ловлено нормами шариата.

ЧЕЛОВЕК - высш. ступень раз­вития жизни на Земле, соц. суще­ство, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладаю­щее сознанием и членоразд. речью. Он отличается от наиболее высо­коорганизованных животных (приматов) объемом и организа­цией головного мозга, прямохож-дением, свободой верхних конеч­ностей, используемых в трудовой деятельности, и др. признаками. Будучи продуктом обществ, тру­довой деятельности, Ч. вместе с тем является ее субъектом, твор­цом обществ, отношений, соц. и культурн. действительности, историч. процесса. Последовательно проводя принцип материалистич. монизма в понимании Ч., историч. материализм основывается на единстве Ч. и природы, рассмат­ривает психику Ч. как свойство высокоорганизованной материи - человеч. мозга, как высш. форму активного отражения действитель­ности в идеальных субъективных образах. Будучи природным су­ществом, Ч. приспосабливает при­роду на основе познания ее зако­нов к своим собств. целям. В ходе развития об-ва как особой, высш. формы движения материи Ч. отде­ляется от остальной природы и об­ретает все большую относит, само­стоятельность, создавая условия своего существования, обеспечи­вая себе растущую свободу. Под­чиняясь биологич. и физич. зако­номерностям как живой организм, Ч. определяется как личность соц. связями и законами. В самой своей биологич. организации Ч. несет печать социальности. Не толь­ко специфич. высш. качества Ч. — сознание, речь, но и природные задатки развиваются в обществ, практике, предметной деятельно­сти, во взаимодействии и в обще­нии с др. людьми. Материальное обществ, производство, опосре­дующее удовлетворение потреб-. ностей, лежит в основе дистан­цирования Ч. от среды, трансфор­мации биологич. потребностей в соц.-деятельные, в способность преобразовывать природу. Науч., материалистич. понимание Ч. противостоит религ. и филос.-идеалистич. пониманию, мистифицирую­щему сущность Ч.

ЧЕРБЕРИ (Херберт Чербери) Эдуард (1583-1648) - англ. фи­лософ и политич. деятель. В „Трак­тате об истине (1624) противо­поставил религиям откровения (иудаизму, христиансту, исламу) т. н. истинную, или разумную, религию, источником к-рой считал понятие о боге как высш. сущест­ве. Принципами этой религии яв­ляются также признание доброде­тели гл. проявлением богопочитания, раскаяние в грехах и т. д. Религ.-филос. концепция Ч. зало­жила основы англ. деизма.

„ЧЁРНАЯ ТЕОЛОГИЯ - нефор­мальное идейно-теоретич. направление в рамках т. н. черной (не­гритянской) религии, рассматри­вающее „подлинное христианство как религ.-культурн. выражение жизнен, опыта негритянского на­рода и духовное средство его освобождения. В идейн. отноше­нии „Ч. т. родственна движениям черных мусульман, „черного иуда­изма и т. п. Распространена гл. обр. в США, где начала склады­ваться в прошлом столетии в про­тивовес традиц. христианству как „расистской религии , прививаю­щей послушание и примирение с угнетением. Заметно активизи­ровалась в 60-70-е гг. 20 в. в связи с углублением соц. кризиса, усиле­нием борьбы негров за гражд. пра­ва. Нек-рые „черные   теологи выдвигают концепцию африканского происхождения иудео-христ. традиции, следствием чего являет­ся переосмысление ими Библии посредством образов „черного Моисея , „черной божьей матери , „черного мессии . Большинство же выступает за демифологизиров. истолкование св. писания и рас­сматривает Христа прежде всего как символ протеста и освобож­дения наиболее угнетенных слоев, каковыми в совр. условиях явля­ются негры. Таково гл. основание пропагандируемых „черными теологами идей богоизбранности негритянского народа, искупит, характера его судьбы и его особо­го историч. предназначения. Соц.-политич. установки „черных тео­логов варьируют от радик. лозун­гов „черной власти и тотального отрицания „белой цивилизации до умеренно-либеральных прог­рамм афро-амер. просветитель­ства, развития негритянских ко­оперативов, поддержки „черного капитализма. Подменяя соц.-клас. основания неравенства и угнете­ния расово-этническими, идеологи „Ч. т. объективно поддерживают политич. сектантство и изоляцио­низм в негритянском движении, его отрыв от борьбы трудящихся за демократич. права и соц. прог­ресс

ЧЕРНОКНИЖИЕ - пользование в колдовских целях „черными книгами   -   старинными  европ. сборниками, содержащими руко­водство для колдовства, вызова чертей, изготовления амулетов и талисманов, гаданий, сонники, знахарские „лечебники , закли­нания и суеверные приметы. В средние века верили, что дьявол имеет свои книги, подобно тому как у бога есть „св. писание . „Черные книги - сочинения ср.-век. мистиков, собиравших сведе­ния о суевериях, распространен­ных среди колдунов и „ведьм . В Зап. Европе наиболее известны: „Ключ Соломона , „Большой Гримуар , „Шестая книга Моисея , „Седьмая книга Моисея .

ЧЕРНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ (англ. black muslims; собств. назв. - нация ислама) — религ. движение среди негров США, объединяю­щее в своих рядах по различным оценкам от 50 до 200 тыс. членов. Зародилось в нач. 30-х гг. 20 в. В учении Ч. м. причудливо сочета­ются идеи ислама (они признают Коран своей св. книгой, покло­няются Аллаху) и христианства (учение об армагеддоне), из к-рых выводится проповедь ненависти ко всем белым. Идеологи Ч. м. вещают, что близится время истре­бительной войны армагеддон, в к-рой все белые должны погиб­нуть, и тогда черные под водитель­ством черного Аллаха станут упра­вителями мира. А пока все черные должны порывать отношения с бе­лыми. Этот призыв к самоизоля­ции ставит преграды на пути учас­тия Ч. м. в борьбе за соц. преобра­зования и гражд. права.

ЧЁРНЫЙ КАМЕНЬ - фетиш, по­читаемый мусульманами. Состоит из нескольких кусков, скреплен­ных серебряным обручем; по-ви­димому, метеорит. Он вделан в ни­шу с наружной стороны одной из стен Каабы. Мусульмане, посещаю­щие Мекку, стремятся прикоснуть­ся к Ч. к., т. к. верят, что это ока­меневший ангел, к-рый во время страшного суда выступит в защи­ту прикасавшихся к нему верую­щих.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаври­лович (1828-1889) - рус. философ-материалист и атеист, ученый, писатель, публицист. В руково­димом им журнале „Современ­ник опубликован гл. филос. труд Ч. „Антропологический принцип в философии (1860). Науч. под­ход к мировоззренч. проблемам Ч. связывал с антропологич. ма­териализмом Фейербаха, Антро­пологизм, как считал Ч., дает ключ к теоретич. решению проб­лем морали, искусства, политики, политич. экономии и т. д. Такой подход не оставляет пути к сдел­кам с „фантастическими заблуж­дениями - религией и идеал истич. философией. Мораль с т. зр. мате­риального единства мира является знанием всеобщей природы миро­здания и человека как его части, его исконных, „естественных по­требностей и интересов. Согласо­вать мир с потребностями „чело­веческой натуры означало, с т. зр. Ч., преодолеть соц. препятствия, стоящие на пути к обретению индивидом собств. природы. Религ. этике Ч. противопоставлял этику „разумного эгоиста , к-рого на акты благородного самопожертво­вания толкает его Личный интерес, он свободно делает все, что нужно, для торжества избранного идеала. Ч. лучше др. революц.-демократич. мыслителей понял роль экономи­ки в формировании тех или иных идей. Однако он не мог подняться до историч. материализма и уви­деть действительные их соц. кор­ни, в т. ч. и корни религии. Ч. счи­тал необходимым освобождение народных масс от невежества, от религ. взглядов и суеверий путем просвещения и распространения естеств.-науч. знаний. Осн. работы, в к-рых Ч. критикует религию, -„Полемические красоты (1861), „Франция при Людовике Напо­леоне (1859), „Суеверие и пра­вила логики (1859), „Борьба пап с императорами (1889).

ЧЁРТ - то же, что Сатана.

ЧЁТКИ - стеклян., костяные, деревян., янтарн. и др. шарики, нанизанные на шнурок или соеди­ненные друг с другом крючками; у православных и католиков к Ч. подвешивается  крестик. Служат для отсчитывания молитв и по­клонов (отсюда название). В пра-восл. церкви Ч. пользуются толь­ко монахи и монахини. Согласно церк. преданию, Ч. были введены в 4 в. основателем одного из пер­вых христ. монастырей Пахомием Великим для неграмотных мона­хов, к-рые ежедневно должны бы­ли совершать опред. число молитв и поклонов. Ч. распространены также у буддистов и мусульман.

ЧЁТЬИ МИНЕИ - см. Минеи четьи.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - стала автоке­фальной в 1951. Состоит из 4 епископств (Прага, Оломоуц, Прешов, Михаловце) и ок. 150 приходов. Во главе церкви стоит митропо­лит. Кадры священнослужителей готовятся на правосл. теологич. ф-те в Прешове. Подавляющее большинство правосл. верующих - это чехи и словаки, но имеются среди них и украинцы, русские, болгары и греки.

ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ, БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ (в Моравии — Моравские братья) — религ. секта, возникшая в сер. 15 в. после поражения таборитов и всего гусит. движения. Общины Ч. б. со временем объеди­нились в церк. орг-цию, независи­мую от Рима. На формирование соц.-религ. взглядов Ч. б., перво­начально состоявших из крестьян и городских низов, большое влия­ние оказало антифеод, утопич. учение чешек, мыслителя Петра Хельчицкого (ок. 1390 - ок. 1460). Отвергая вслед за ним феод, представления о сословном делении об-ва, Ч. б. призывали к единению всех людей, пропове­довали бедность, восстановление порядков раннехрист. общин и непротивление насилию. Они вы­ступали против гос. службы, отри­цали орг-цию католич. церкви и мн. элементы ее культа - обряд­ность, почитание святых, мощи, церк. облачения, индульгенции и т. п. К кон. 15 в., после того как в общины Ч. б. вливаются пред­ставители зажиточных сословий, первоначальный радикализм уступает место умеренным настроени­ям и течениям. Ч. б., особенно в  более поздний период, были орг-цией не только религ., но и культурно-просветит. Из их среды вышли мн. деятели чешек, куль­туры, в т. ч. известный мыслитель, идеолог Ч. б. Лукаш Пражский, основатель знаменитой Кралицкой типографии Ян Благослав, Я.А.Коменский. После поражения Чеш­ского восстания 1618-1620 общи­ны Ч. б. были разгромлены, а часть их эмигрировала в Польшу и Гер­манию. В 18 в. последователи Ч. б. положили начало религ.-обществ. движению гернгутеров (от назва­ния местечка Гернгут в Саксонии), общины к-рых распространились в Латвии, Эстонии и Сев. Америке. Их общины просуществовали до перв. пол. 20 в.

„ЧИВИЛЬТА  КАТТОЛИКА (итал. „La Civilta Cattolica -„Католическая цивилизация ) - журнал, орган иезуитов Италии, основан в 1850, выходит в Риме 2 раза в месяц, распространяется в 94 странах. ,,Ч. к. выступает против марксист.-ленин. учения, теории и практики науч. атеизма. Публикуемые в журнале статьи по соц.-политич., филос. и религ. вопросам отражают офиц. пози­цию Ватикана.

ЧИСТИЛИЩЕ - согласно католич. вероучению - промежуточное мес­то между раем и адом, где души „грешников , не получившие про­щения в земной жизни, но не отя­гощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это ис­пытание католич. богословы пони­мают по-разному. Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в Ч. может быть об­легчена, а срок пребывания ее там сокращен “добрыми делами в па­мять умершего оставшихся на земле родных и близких. Под „доб­рыми делами понимаются молит­вы, мессы и материальные пожерт­вования в пользу церкви. Пред­ставления о Ч. сложились уже в 1 в. христианства. Учение о нем разработал Фома Аквинский. Догмат о Ч. был принят Флорентийским собором в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором. Правосл. и протест, церкви отвер­гают учение о Ч.

„ЧЛОВЕК И СВЯТОПОГЛЬОНД („Człowiek i światopogłąd - „Че­ловек и мировоззрение ) — польск. науч.-мировоззренч. еже­месячный журнал, издается с 1962 в Варшаве на польск. языке. До 1968 назывался „Зешыты „Аргументув („Тетради „Аргумен­тов ) и выходил как двухмесяч­ное приложение к еженедельнику “Аргументы .

ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ - эмоц. отношение верующих к сакраль­ным существам, связям, к сакра-лизов. вещам, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпрети­руемым явлениям природы и к миру в целом. Не всякие пере­живания можно считать Ч. р., но лишь те, к-рые спаяны с релит, представлениями, идеями, мифа­ми и в силу этого приобрели соот-ветств. направленность, емьюл и значение. Ч. р. возникают на осно­ве религ. потребностей и, в свою очередь, сами становятся объек­том потребности - тяготения к их переживанию, к религ. эмоц. на­сыщению. Они являются сущест­венным элементом религ. созна­ния. Ч. р. суть „общественный продукт (К. Маркс), как и ре­лигия в целом, превратно выража­ют отношения людей к господст­вующим над ними в повседневной жизни чуждым природным и об­ществ, силам. Богословы считают, что человек является носителем „религ. чувства , к-рое имеет сверхъестеств. источник. В дейст­вительности же Ч. р. порождаются определенными соц. условиями. По своей физиология, основе и психология, свойствам они не содержат ничего специфического. С религ. представлениями могут сплавляться и получать соответств. направленность и смысл различ­ные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благогове­ние, радость, надежда, ожидание и пр.; в этом случае переживаются „любовь к богу , „чувство грехов­ности, смирения, покорности , „радость богообщения , „надежда на потустороннее воздаяние и т. д. Религия деформирует эмоции верующих. В ценностной шкале „высшие ступени занимают чув­ства, испытываемые по поводу сверхъестественного, а пережива­ния отношений к реальным лю­дям, об-ву, природе попадают в разряд второстепенных, производ­ных. Нек-рые эмоции осуждаются как враждебные религ. мировоз­зрению и морали. Ч. р. снижа­ют соц. активность людей во внерелиг. сферах, а наиболее фана­тично настроенных верующих мо­гут побуждать к аскезе, к уходу „от мира .

ЧУДО - в религии сверхъестеств., непостижимое событие, вызванное волей божьей и нарушающее зако­ны природы. Многочисл. легенды о чудесах содержатся в св. книгах всех религий. В т. н. религиях откровения (христианстве, исла­ме, иудаизме) Ч. считается внеш­ним признаком, свидетельством истинности божеств, откровения. С развитием науч. знания вера в Ч. была подорвана и пошла на убыль. В наст. вр. церковь пытается спа­сти веру в Ч. спекуляцией на нере­шенных проблемах науки. Попыт­ки „демифологизировать рели­гию несостоятельны потому, что вера в Ч. — краеугольный камень любой религии. Совр. наука и науч. мировоззрение несовместимы с ве­рой в Ч.

ЧУР, щур - в религ. верованиях др. славян — мифология, праро­дитель и покровитель рода, незри­мая сила, охраняющая людей (от­сюда заклинат. формула против злых духов: „Чур меня! ). Позже представления о Ч. были вытесне­ны образом домового.

ЧУРИКОВЦЫ - см. Трезвенники.

ЧУРИНГА - камень или дощечка с рисунком, считавшиеся у ряда центральноавстралийских племен вместилищами душ тотемных и реальных предков рода.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Словарь Атеиста:

САВ - СВЯ

САВАОФ (от др.-евр. цебабот - воинственный) - в иудаизме - один из эпитетов бога Яхве. В христианстве С. отождествляет­ся с первым лицом троицы, с бо...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...