Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




МОН - МЯС

Понятия и определения - Атеистический словарь

МОНСЕНЬЕР (франц. monseignеur, букв. - мой господин) - титул принцев, епископов и др. предста­вителей высш. знати в феод. Фран­ции; в наст. вр. употребляется при обращении к представителям высш. католич. духовенства.

МОНСТРАНЦИЯ - в католич. цер­кви сосуд или ковчег, в к-ром хранятся, а во время религ. про­цессий выносятся гостии или мо­щи. М. для гостий представляет собой звезду из серебра или золо­та, укрепленную на резной ножке. В середине звезды между стекла­ми помещаются гостии. М. для мо­щей изготовляется в виде резной башенки на фигурной ножке. В се­редине башенки в цилиндрич. стек­лянном сосуде находятся мощи.

МОНТАНИЗМ - секта в раннем христианстве, возникшая в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывш. жреца Кибелы, по обращении в христианство провоз­гласившего себя „параклетом (утешителем), с приходом к-рого „царство духа сменяет царство „отца и „сына . В предвидении скорого „конца света и второго пришествия, к-рое ожидалось в малоазийском   городке   Пепузе  (поэтому приверженцев М. назы­вали также пепузитами), М. пропо­ведовал аскетизм, запрет повтор­ных браков, мученичество во имя веры. Рассматривая обычные христ. общины как собрания „ду­шевных людей (психиков) и считая людьми “духовными (пневматиками) только своих при­верженцев, М. отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью, М. в 3 в. сохранял влияние в Аф­рике, где его крупным представи­телем был Тертуллиан. Отд. монтанист. общины просуществовали до 8 в.

МОНТЕНЬ Мишель (1533 1592) - франц. философ-гуманист. В гл. произведении „Опыты (1580 1588) подверг глубокой и всесто­ронней критике теологию, догма­тизм, схоластику и обосновал тезис о том, что человек является самой большой ценностью. Считал, что религия не выдерживает суда разума (мнения богословов про­тиворечат друг другу и обнаружи­вают свою необоснованность), от­вергал идею бессмертия души, рас­сматривал сознание как свойство материи, призывал к веротерпи­мости, осуждал религ. фанатизм и лицемерие. Оказал сильное вли­яние на развитие идей свободомыслия и атеизма Европы 17 — 18 вв.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (16.89-1755) - франц. философ-просве­титель и историк, один из ранних представителей деизма. Активно боролся против схоластики, про­пагандировал свободомыслие и передовые науч. взгляды. М. вы­смеивал нелепость христ. догма­тов и библ. сюжетов, выступал против теологич. учения о чуде. Как и др. бурж. просветители, М. считал, что религия в конечном счете возникла под влиянием дея­тельности законодателей и непо­средственно зависит от того или иного политич. устройства. Он сформулировал мысль о том, что каждая религия приспособлена к определенным географич. и соц. услрвиям. Отсюда выводится тре­бование свободы совести и равно­правия всех религий. Однако считал целесообразным сохранить религию как средство гос. управле­ния и нравств. воспитания.

МООР (наст. фам. Орлов) Дмит­рий Стахиевич (1883- 1946) - сов. график, автор многочисл. антирелиг. плакатов, открыток, карика­тур, публиковавшихся в периодич. печати. Активно сотрудничал в журнале „Безбожник у станка и газете „Безбожник .

МОПЕРТЮИ Пьер Луи Моро (1698-1759) - франц. математик, физик и философ. Считал, что все законы движения могут быть выведены из сформулированного им принципа наименьшего дейст­вия: количество движения, упот­ребленное для к.-л. изменения в природе, всегда является наи­меньшим из возможных. Этот принцип являлся для М. наиболее убедительным доказательством су­ществования бога.

МОР Томас (1478-1535) - англ. гуманист, гос. деятель, создатель первого светского варианта уто-пич. социализма. Обвинен в гос. измене и казнен. В соч. „Утопия (1516) М. изобразил идеал, об-во, где нет классов и части, собствен­ности. Оно основано на принципах всеобщего труда, демократии и гу­манности, целью его является сво­бодное развитие личности как залог всеобщего блага. С позиций возрожденч. гуманизма критико­вал схоластику, католич. духовен­ство, религ. насилие, видя в пос­леднем угрозу гуманистич. культу­ре. Одним из первых отстаивал веротерпимость.

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ - см. Чеш­ские братья.

МОРАЛЬ - одна из форм обществ, сознания, способ духовного суще­ствования личности, один из ду­ховных рычагов развития об-ва. В сфере морального сознания раз­вивается отношение человека к ми­ру и к самому себе, к-рое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, обы­чаев, характера, убеждений. В М. осознается смысл жизни, назначение человека. Историч. смысл М. - утверждение человеческого в че­ловеке. Наряду с познанием и эстетич. освоением действительности (истиной и красотой) М. служит для того, „чтобы человеческому обществу подняться выше... (Ле­нин В. И. ПСС, т. 41, с. 313). Нор­мы М. - средства достижения мо­ральной цели, реализации мораль­ных ценностей. Помимо мораль­ных норм, ориентированных на добро как высш. ценность, в об-вс существуют и др. нормы, правила общежития, диктуемые обычаем, правом, регламентацией трудовых процессов и быта, практической целесообразностью, житейским благоразумием и т. п., к-рые мо­гут одобряться М., но могут су­ществовать и без нее. Наличие М. нельзя удостоверить только фак­том нормативной регуляции. Нравств. способность проявляется в чувстве долга, в совести. М. в собств. смысле слова - продукт соц.-историч. развития, проявле­ние самосознания и свободы чело­века, в т. ч. и относительно „стад­ного инстинкта . Противополож­ность личных и обществ, интере­сов в клас. об-ве отражается в сфере М. как внутр. расщеплен­ность личности, как разлад между должным и желаемым, эгоизмом и самоотверженностью. Требова­ния М. неизбежно связаны с прак­тическим клас. интересом, хотя эта связь обычно идеологически маскируется. Этому, в част., слу­жит религ. освящение М., к-рое нужно именно для поддержания принципов, способствующих со­хранению порядков, выгодных господств, классу. В религии про­исходит синтез идей сверхъестест­венного с моралью (Плеханов). М. религ. лишает человека свобо­ды в волеизъявлении, а жизнь - самостоят, смысла. Следование добру принимает вид служения не земным целям и человеку, а, так или иначе, богу, его неве­домым целям. Хотя религия имеет свои источники и свои функции, отличные от М., тем не менее в истории религии М. играет су­щественную роль. Подлинно гума­нистич. М. является М. комму-н истин.

МОРАЛЬ   КОММУНИСТИЧЕ­СКАЯ - высш. ступень историч. развития морали. М. к. - одна из сторон коммунистич. идеоло­гии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. мора­ли пролетариата, получает даль­нейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. об-ва. М. к. включает в себя и развивает „основные общечеловеческие мо­ральные нормы, которые вырабо­таны народными массами на про­тяжении   тысячелетий   в   борьбе с социальным гнетом и нравствен­ными    пороками     (Программа КПСС. М., 1976, с. 119). Отвергая религ. санкцию и идеалистич. обос­нование нравств. принципов, М. к. открыто основывается на прак-тич. земных интересах и служит развитию, совершенствованию лич­ности и об-ва. Если религ. пропо­ведники видят в нравств. самосо­вершенствовании личности ключ к решению всех соц. проблем, то коммунистич. учение выдви­гает в качестве гл. задачи революц. перестройку обществ, (прежде все­го    материальных)    отношений. В процессе этой перестройки, к-рая предполагает наличие как объек­тивных, так и субъективных пред­посылок, в т. ч. революц. мораль, преобразуются   одновременно   и сама действительность и человек, его внутр. мир. С уничтожением противоположности      интересов об-ва и личности исчезают и отра­жения   этой  противоположности в сфере морального сознания - противоречия между убеждениями и жизнью, трудом и наслаждением, долгом и склонностями, эгоизмом и самоотверженностью, доброде­телью и счастьем и др. Личность обретает внутр. гармонию и цель­ность. Моральные нормы переста­ют быть нормами только должно­го, становясь нормами личной и обществ, жизни. Личность обрета­ет подлинную свободу, предпо­сылками к-рой является уничто­жение как материального, так и духовного, в части, религ., гнета. В этих условиях становится воз­можным осуществление в полной мере гуманизма человеч. отноше­ний,   справедливости, равенства, коллективизма. Свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Само­осуществление личности, раскры­тие заложенных в ней возмож­ностей всестороннего развития будут совпадать с миссией об­ществ, служения. М. к. чужды религ. идеалы аскетизма, самопо­давления, она утверждает само­ценность человеч. личности и ее право на счастье.

МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - мо­раль, выдвигаемая и освящаемая к.-л. религией. Если учесть исто­рич. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об-ве мо­раль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в се­бя самые разные, несовместимые нравств. воззрения. Сходство их в том, что каждое из них объяв­ляет свои принципы непреходящи­ми, установленными богом, а так­же в том, что отрицается само­стоят., человеч. смысл морали и приписывается сверхъестеств., не­земной. Понятие М. р. заключает в себе противоречие: мораль пред­полагает свободу, добровольный выбор, религия же требует пови­новения, не оставляя места свобо­де. Богословие выводит мораль из вероучения, догматики, на са­мом же деле моральные нормы,, в т. ч. именуемые религиозными, порождались обществ, отношения­ми  и приписывались богу для придания им идеологич. весомости. Религ. освящение норм общежи­тия, существовавших в об-ве изна­чально, было первой идеологич. формой их обоснования еще до возникновения понятий добра и зла, морального сознания как та­кового. Примером могут служить табу.  Плеханов назвал религией в полном смысле слова синтез морали и мифологии, представле­ний о богах и посмертном сущест­вовании. Гл. содержанием рели­гии клас. об-ва был ответ на воп­рос о причинах соц. зла, а также о способах борьбы с ним, на осно­ве чего и создавалась религ. общ­ность. В дальнейшем мораль зани­мала все большее место в религии и во многом определяла ее эволю­цию   и   формы.   „Христианство из морали сделало бога...   (Ленин В. И. ПСС, т. 29, с. 54). Часть совр. теологов выводят религию из морали, а не наоборот, следуя Канту, к-рый определял религию как признание нравств. закона ве­лением божества. Религ. идеологи утверждают, что М. р. глубоко че­ловечна, что она смягчает и обла­гораживает нравы. Однако исто­рия свидетельствует о другом. В ней немало страниц, рассказы­вающих о жестоких деяниях религ. фанатиков, о лицемерии „слуг божьих , о преследованиях цер­ковью инакомыслящих. Т. обр. мнение о благотворном воздейст­вии М. р. явно преувеличено. Ре­лигии даже в условиях их полно­го господства обнаружили несо­стоятельность в борьбе с челове­ческими пороками. Добрые же дела верующих и неверующих обусловлены в основном не стра­хом перед богом или надеждой на вознаграждение, а совестью, чувством долга, присущим всем людям и имеющим независимое от религии происхождение. Мо­раль коммунистическая не нужда­ется в поддержке религии и про­тивоположна по духу М. р.

„МОРАЛЬНОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ - см. Бухманизм.

МОРЕЛЛИ - франц. просвети­тель, утопич. коммунист 18 в. До­стоверных биография, данных о М. нет. В труде „Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1755) стоит на позиции деизма. Бог, согласно М., является законо­дателем природы и об-ва. Человек, постигая законы природы и об-ва, тем самым постигает план бога. В поэме „Базилиада критикует соц. неравенство, выступает про­тив монашества. М. идеализировал раннее христианство и с этих пози­ций выступал против совр. ему ре­лигии, считая ее пособницей угне­тателей. Однако соц. природу ре­лигии М. вскрыть не мог.

МОРИАК Франсуа (1885-1970) - франц. писатель-католик. Романы М. — „Клубок змей' , „Дорога в никуда , „Тереза Дескейру , „Фарисейка , „Подросток былых времен и др. — с большой художеств, силой разоблачают совр. бурж. об-во с его алчностью, по­рочностью, бездуховностью и хан­жеством, к-рым М. пытается про­тивопоставить нормы христ. мора­ли, попранной в „земном аду . М. считает, что совр. дилемма „бог или революция должна решаться в пользу бога.

МОРМОНЫ, „Святые последнего дня - члены религ. секты, осно­ванной в 1830 в США. Ее основа­тель Дж. Смит опубликовал т. н. „Книгу Мормона - историю будто бы существовавшей в Аме­рике колонии „иерусалимских из­раильтян , к-рым Христос яко­бы дал свое учение, записанное пророком Мормоном на медных скрижалях. „Переведенная Сми­том „Книга Мормона содержит свыше 300 цитат из Библии и пред­ставляет собой параллель Ветхому и Новому заветам. Эклектичное вероучение М. основывается на этой книге и на откровениях Сми­та. В 1843 на основании одного из них Смит провозгласил многожен­ство (отменено в 1890), а также принцип теократич. орг-ции общи­ны М. Первоначально преследуе­мые, М. переселились на запад США, где основали город Солт-Лейк-Сити, ставший „Меккой М. Община М. росла и экономически преуспевала. В 18% заселенным ими землям были предоставлены права штата, названного Ютой. Как считают М., их учение призва­но дать человеку счастье как в по­сюсторонней, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются „закону прогресса , и жизнь стре­мится к большему совершенству. Это относится и к богу. Человек — „бог в зародыше . Грехопадение было запрограммировано богом. Сущность зла, греха - не непови­новение богу, а „восстание против закона прогресса . М. ожидают скорого „конца света , последней битвы с Сатаной. Они рассматри­вают себя в качестве избранного народа. Враждебны др. церквам, экуменическому движению. Мор­монская церковь организована строго иерархически, во главе стоит президент, признаваемый пророком; с двумя помощниками он входит в президентский совет. Осн. центры миссионер, деятельности М. - США, Анг­лия, Скандинавия, ФРГ, Австрия, Швейцария, ГДР, Новая Зелан­дия, Австралия.

МОРОЗОВА (Соковнина) Феодо­сия Прокофьевна (7—1675) - боя­рыня, активная участница раскола в Рус. правосл. церкви, сподвиж­ница протопопа Аввакума. За приверженность к старой вере, „про­тивление царю и патриарху была арестована и подвергнута жесто­ким пыткам, а затем сослана в Боровский монастырь. Находясь в заточении в монастырской тюрь­ме, погибла от голода.

МОХАММЕД АЛИ БАРФОРУШСКИЙ - один из руководителей бабидского восстания в Иране (1848-1849), направленного про­тив феод, строя, развивший демо-кратич. элементы в бабизме. М. призывал к отмене феод, повин­ностей и налогов, к лишению гос­подств, класса всех привилегий и прав, к отмене частной собствен­ности и установлению общности имущества.

МОЩИ - останки умерших, со­храняющиеся  длительное  время нетленными, что якобы свидетель­ствует об их святости. По учению правосл. церкви, нетленными яв­ляются останки лиц, особо уго­дивших богу. На самом же деле в факте „нетленности останков умерших нет ничего сверхъесте­ственного.  Наукой  установлено, что при определенных условиях (сухой воздух, низкая температу­ра и др.), в к-рых не развиваются гнилостные бактерии, трупы мо­гут сохраняться длительное время, не разлагаясь. Известно немало случаев   естеств.   мумификации. Объявляя подобные явления чу­дом, церковь использовала культ М. для укрепления веры в святых, а следовательно, для усиления сво­его влияния на верующих. В этих целях духовенство нередко шло на подлог, фабрикуя „святые М. Когда в первые годы Сов. власти по требованию верующих было произведено вскрытие ряда захоронений святых Рус. правосл. цер­кви, обнаружилось, что в боль­шинстве из них под видом М. на­ходились полуистлевшие кости, тряпки, вата, а в нек-рых даже куклы. Церковь вынуждена была признать факты мошенничества с М. и осудить их. Однако культ М. продолжает сохраняться и в на­ши дни. Церк. проповедники, как и прежде, убеждают верующих в том, что М. божьих угодников обладают чудодейственной силой, распространяют слухи о „чуде­сных исцелениях в местах захо­ронения святых. Культ М. прино­сил и приносит церкви значит, доходы. Широко культивируется он и в католицизме, где практи­чески каждый более или менее крупный храм, все монастыри являются обладателями „нетлен­ных останков святых. В про­тестантизме культ М. отверга­ется.

МУДЖТАХИД (от араб, „джахада - стараться, бороться) - мусульм. богослов, достигший высш. ступени знаний в юридич.-богосл. науках, обладающий прерогати­вой самостоят, суждения по воп­росам ислам, догматики, права, морали. М. были основатели юридич. школ (мазхабов), известные богословы гл. направлений исла­ма - суннизма и шиизма.

МУЗА - в др.-греч. мифологии богиня искусств. Первоначально упоминается как единое божество. Позднее число М. возросло до де­вяти. Их имена впервые встречаются в „Теогонии Гесиода (7 в. до н. э.). Они почитались как покровительницы различных ис­кусств, а затем и наук: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - исто­рии, Талия - комедии, Мельпо­мена - трагедии, Терпсихора - танца, Эрато — любовной поэзии, Полигимния - гимнов, Урания -астрономии,  Каллиопа -  эпоса.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА - один из центров про­паганды науч. атеизма, находится в Ленинграде, в здании б. Казан­ского собора. Открыт в 1932. Экспозиции    освещают    борьбу науч. и религ. мировоззрений, историю становления материализ­ма, атеизма, разоблачают реакц. деятельность церкви и т. д. В фон­дах музея - археологич. находки, предметы культа, произведения искусства. Имеется библиотека с отделом редких книг и архив с материалами, относящимися к профилю музея. Коллектив М. и. р. и а. ведет науч.-исследоват. и пропагандист, работу.

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ один из видов религ. (культовой, духов­ной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воз­действия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. пра­вославия восходит к знаменному распеву; это одноголосое или (с 16 в.) многоголосое (партесное) пение на церк.-славян, языке без инструментального сопровожде­ния; осн. жанры - литургия (обе­дня), всенощная, молебен, лития, панихида, духовный концерт. Гл. источник католич. М. ц. - григо­рианский хорал; пение на лат. языке; может исполняться с орга­ном, оркестром; осн. жанры - месса, реквием, мотет, магнификат, те деум, стабат матер, веспер. Лютеран. М. ц. основана на протест, хорале, к исполнению к-рого при­влекаются прихожане, исполняет­ся с инструментальным сопровож­дением, на родном языке; осн. формы - оратория, пассивны (страсти), кантата, псалом, церк. песня. Для церкви создавали му­зыку мн. видные композиторы (Палестрина, Бах, Гендель, Мо­царт, Бортнянский, Рахманинов и др.). М. ц. постоянно испытывала воздействие народной и светской музыки. В лучших произведениях М. ц. ее творцы разрывали оковы религ. догм, и канонов, выражали гуманистическое, общечеловече­ское содержание, но эти произве­дения часто запрещались церковью из-за их чересчур мирского харак­тера.

МУЛЛА (от араб, „маула - вла­дыка, господин) - служитель культа в исламе, обычно выбирае­мый мусульманами из своей среды. В царской России М. часто сочетал отправление культа с функциями преподавателя в низш. школе, кади и нотариуса.

МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО судеб­ный процесс (1892-1896), сфаб­рикованный по ложному обвине­нию группы из 10 крестьян-удмур­тов, жителей с. Старый Мултан Малмыжского у. Вятской губ., в убийстве с целью приношения жертв языч. богам. Правосл. ду­ховенство эту версию не отверга­ло. Писатель В. Г. Короленко изобличил фальсификаторский ха­рактер процесса. Судьям не оста­валось ничего иного, как вынести оправдательный приговор. М. д. обнажило сущность нац. политики самодержавия, к-рое, разжигая рознь между народами, населяв­шими Россию, использовало в этих целях религию.

МУНЬЕ Эмманюэль (1905-1950) франц. католич. философ, один из основоположников персонализ­ма. М. был представителем леворадик. тенденции в католич. идео­логии. С мелкобурж. позиций критиковал пороки капитализма, отстаивал переустройство об-ва на принципах раннего христианст­ва. Требовал активного отноше­ния верующих к важнейшим соц. вопросам.

МУР Джордж Эдуард (1873— 1958) - англ. философ-идеалист, представитель неореализма. В ра­боте „Опровержение идеализма' (1903) М. подверг критике субъективный идеализм, противопо­ставив ему тезис: „Ощущение включает сознание и объект, неза­висимый от сознания , причем лишь „здравый смысл заставляет нас признать объективность мира. Согласно М., „здравый смысл не исключает возможности того, что мир по своей природе духо­вен, или что существует божеств, разум, акты этого разума и за­гробная жизнь.

МУРАШКОВЦЫ - секта, основан­ная в кон. 20-х гг. 20 в. в Зап. Белоруссии кулаком И. Мурашко. Ссылаясь на то, что сам бог якобы  провозгласил его „пророком Иль­ей , „ангелом завета и отцом Си­она , он стал проповедовать скорое наступление „конца света и „страшного суда , запугивая от­сталых людей и обирая их. В секте был введен изуверский обряд „снятия семи печатей - среза­ния с тела верующих кусочков кожи. Стекавшей при этом кровью причащались вступавшие в секту. Членам секты запрещалось посе­щать обществ, места, читать книги, общаться с людьми др. веры, есть мясное, работать в субботу и вос­кресенье, мужчинам - служить в армии, женщинам - вступать в брак с лицами, не состоящими в секте. За нарушение составленно­го Мурашко устава следовало стро­гое наказание: изнурительный пост, заточение в подвал, для де­тей - розги. Мурашко уговорил сотни верующих покинуть родные места и переселиться в организо­ванное им хозяйство „Новый Иеру­салим (Зап. Украина). Вскоре, присвоив доходы этого хозяйства, он бежал в Америку. Секта оказа­лась на грани распада. Однако в послевоенные годы усилиями по­следователей Мурашко она была возрождена. В наст. вр. небольшие группы М. имеются в зап. областях Украины, Белоруссии, а также в Молдавии и Грузии.

МУСТЬЕРСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ - остатки черепов и костей неан­дертальского человека, жившего в эпоху мустье (ок. 100—40 тыс. лет до н. э. ). Особо важное науч. значение их определяется тем, что эти черепа и кости - др. свиде­тельства о предполагаемых дейст­виях первобытн. людей по отно­шению к умершим, а косвенно — о степени развитости их сознания. Эти находки — их пока известно около двух десятков - говорят, видимо, о факте преднамеренного захоронения: скелеты лежали на спине или на правом боку, как бы в позе спящего, нек-рые наход­ки - в могильной яме, выдолб­ленной в каменном грунте. Едва ли можно считать случайностью такое расположение костей; видимо, су­ществовала определенная тради­ция захоронения. В пользу такого предположения говорят и отд. факты находок неандертальских черепов с явными следами ритуала. Помимо человеч. захоронений из­вестны находки костей пещерного медведя, относящиеся к той же мустьерской эпохе, и есть мнение, что их тоже хранили в особых об­рядовых целях. То или др. решение вопроса о М. п. важно для прояс­нения более общего вопроса - о времени зарождения первонач. религ. представлений и обрядов, в части, о происхождении погре­бального культа.

„МУСУЛЬМАНЕ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА - журнал, издаваемый Духовным управлением мусуль­ман Средней Азии и Казахстана с 1968. Выходит на узбек., араб., англ., франц. и перс, языках. Периодичность - 4 номера в год. В нем освещаются богосл. пробле­мы, вопросы деятельности мусульм. религ. орг-ций в сфере куль­та и международ, контактов, пуб­ликуются фетвы, фрагменты из проповедей, материалы различных ислам, форумов. Часть материалов посвящается светской жизни му­сульман Сов. Востока.

МУСУЛЬМАНСКОЕ СЕКТАНТ­СТВО - общее название различ­ных течений внутри ислама, воз­никших под влиянием клас. про­тиворечий. Осн. направления в ис­ламе - суннизм и шиизм поло­жили начало множеству ислам, сект. Большинство из них - от­ветвления шиизма. В основе появ­ления различных мусульм. сект лежали прежде всего соц.-политич. движения, к-рые облекались в ре­лиг. форму, ибо в ср.-век. му­сульм. об-ве на политич., право­вые, нравств. и др. вопросы смотрели лишь с религ. т. зр. На характер ислам, сект оказали боль­шое влияние географич. и климатич. условия, культура, традиции, прежние верования народов, при­нявших ислам. В шиизме имеются секты имамитов, исмаилитов, зейдитов с многочисл. ответвле­ниями. Хотя в суннитском направ­лении сект не существует, но в нем имеются различные юридич. шко­лы и др. группировки.

МУСУЛЬМАНСТВО - см. Ислам.

МУТАЗИЛИТЫ (араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб, халифате в 8-9 вв. Основополож­ником мутазилизма считается Ва-силь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - едино­божие и справедливость. Под еди­нобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антро­поморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками уче­ния о предопределении.

МУТАКАЛЛИМЫ - приверженцы мусульм. ортодокс, богословия - калама. Среди М. различают 2 осн. направления: ашаритов, последо­вателей богослова аль-Ашари (873/ 874-935 или 941), и мутазилитов. Ашариты признавали критерием истины веру, объявляя разум пас­сивным и слепым, придержива­лись догматов об извечности Кора­на  и божеств, предопределении.

МУФТИЙ (араб. - высказываю­щий мнение) - высш. духовное лицо у мусульман-сунныгов, даю­щее заключение, именуемое фетвой по вопросам применения ша­риата. В странах, где ислам явля­ется гос. религией, М. назначаются пр-вом. В СССР М. избираются на съездах представителей духовен­ства и верующих.

МУХАММЕД (ок. 570-632) - араб, религ. и политич. деятель, основатель ислама. У мусульман считается величайшим пророком, посланником бога. „Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха - провозгла­шается в исламе. Согласно богосл. источникам, М. происходил из пле­мени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом. Ок. 610 выступил с проповедью новой религии, позднее названной им исламом. В своих выступлени­ях М. призывал к новой вере, ос­нованной на признании единого бога Аллаха и закреплявшей соц. устои клас. антагонистич. об-ва. Стремясь завоевать доверие наро­да, он одновременно говорил о братстве верующих, необходи­мости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщи­чества, оказании богатыми благот­ворит, помощи неимущим. Курей-шитская верхушка вначале враж­дебно отнеслась к деятельности М., и ему в 622 пришлось бежать из Мекки в Ятриб (позднее на­званный Мединатан-наби, т. е. го­родом пророка). 622 вошел в ис­торию как осн. дата ислама (хид­жра) , с него начинается мусульм. календарь. В Медине М. стал во главе мусульм. общины, в к-рой люди объединялись не по кровно­му родству, а по религ. признаку. Мусульмане считали М. „послан­ником божьим , и он пользовался неогранич. властью среди верую­щих. В 630-631 мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значит, часть др. р-нов Аравии, где утвердился ис­лам. Гробница М. в Медине стала второй (после Каабы) святыней ислама.

МУХАРРАМ, мухаррем (араб. - священный, заповедный) - назва­ние первого месяца мусульм. лун­ного календаря. Начало этого ме­сяца - день нового года, празднич­ный у мусульман.

МУЧЕНИКИ - в католицизме и православии лица, к-рые якобы были подвергнуты мучениям и по­гибли от рук гонителей христиан, но не отказались от своей веры. Культ М. возникает в период фор­мирования культа святых (см. Святых культ). М. становятся пер­выми святыми в христ. пантеоне. Приписываемая им преданность богу, непоколебимость в религ. убеждениях выставлялись духо­венством в качестве образца для всех христиан. Однако, как уста­новлено историч. наукой, боль­шинство христ. сказаний о М. но­сит мифич. характер, а сами М. являются вымышленными персонажами. Факты свидетельствуют о том, что широких и долговре­менных гонений на христиан, о к-рых пишут церк. авторы, не было. А действительно имев­шие место преследования хрис­тиан не являлись „страданиями за веру , т. к. обусловливались политич. причинами и были свя­заны с отд. случаями неповино­вения христиан гражд. властям. Число жертв при этом было срав­нительно незначительным. Впос­ледствии к М. стали относить не только „пострадавших за веру , но и лиц, погибших насильств. смертью и причисленных к лику святых. Так, Рус. правосл. цер­ковь относит к М. святых Бориса и Глеба, князей, погибших в меж­доусобной борьбе, святого Гаври­ила Белостоцкого - подростка, якобы ставшего жертвой ритуаль­ного убийства иудеями, и др. Культ М. и в наст. вр. использует­ся для воспитания верующих в ду­хе преданности христ. вере, религ. фанатизма. Идеи мученичества проповедуются религ. экстремис­тами, внушающими верующим мысль о том, что „страдания за ве­ру - это путь „избранных к спа­сению.

МУЭДЗИН, муэззин (араб. - при­глашающий, объявляющий) - служитель мечети, призывающий верующих мусульман на молитву (провозглашающий азан).

МЮЛЛЕР Фридрих Макс (1823-1900) - англ. филолог и индолог, исследователь мифов, историк ре­лигии. М. принадлежит заслуга перевода и публикации ряда др.-инд. текстов, в части. „Ригведы . Был сторонником натуристич. (со­лярной) теории происхождения религии; появление мифов связы­вал с особенностями и эволюцией др. языков. Историч. концепции М. в значит, степени устарели, но в его трудах содержится богатый фак-тич. материал, помогающий понять отд. аспекты гносеологич. корней религии.

МЮНЦЕР Томас (ок. 1490-1525)-один из вождей Крестьянской войны в Германии (1524-1526), идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. М. учил, что царство божье - об-во без частной собственности, без богатых и бед­ных - надо строить на земле. Ми­ровоззрение М. носило пантеистич. характер: он отождествлял поня­тия „бог и „мир ; бог - это мир в целом; небесное - это не что иное, как земное, доведенное до идеального совершенства. Ф. Эн­гельс писал: „Религиозная фило­софия Мюнцера приближалась к атеизму, его политическая про­грамма была близка к коммуниз­му (т. 7, с. 371). Казнен после поражения организованного им ре-волюц. ополчения.

МЮРИД (араб, „мурид - ищу­щий, стремящийся) - послушник, ученик и приверженец к.-л. шейха-наставника или ишана. Согласно канонам суфизма, М. целиком под­чиняется воле наставника, регу­лярно исповедуется и кается перед ним.

МЮРИДИЗМ - условный термин для обозначения религ.-мистич. направления в исламе, получивше­го распространение на Сев. Кавка­зе в 19 в. Идеология М. была ши­роко использована в Дагестане в борьбе против колониальной по­литики рус. царизма (20-60-егг.). Вожди этой борьбы имамы Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль ставили своей целью создание има­мата - ислам, теократич. гос-ва. М. призывал горцев следовать ка­нонам суфизма, выполнять требо­вания шариата и вести св. войну -джихад (газават) - против „не­верных (т. е. немусульман).

МЯСОЕД - отрезок времени, ког­да по церк. канонам допускается принятие верующими мясной пи­щи. Осенний М. продолжается с 15 августа по 14 ноября, а зим­ний - с 25 декабря до масленицы (даты приведены по ст. ст.).

МЯСОПУСТ - неделя перед ве­ликим постом (см. Посты), в те­чение к-рой церк. каноном запре­щено есть мясо, но разрешается употреблять в пищу сыр, масло и рыбу (см. Масленица).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Словарь Атеиста:

МОН - МЯС

МОНСЕНЬЕР (франц. monseignеur, букв. - мой господин) - титул принцев, епископов и др. предста­вителей высш. знати в фе...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...