Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




МОН - МЯС

Понятия и определения - Атеистический словарь

МОНСЕНЬЕР (франц. monseignеur, букв. - мой господин) - титул принцев, епископов и др. предста­вителей высш. знати в феод. Фран­ции; в наст. вр. употребляется при обращении к представителям высш. католич. духовенства.

МОНСТРАНЦИЯ - в католич. цер­кви сосуд или ковчег, в к-ром хранятся, а во время религ. про­цессий выносятся гостии или мо­щи. М. для гостий представляет собой звезду из серебра или золо­та, укрепленную на резной ножке. В середине звезды между стекла­ми помещаются гостии. М. для мо­щей изготовляется в виде резной башенки на фигурной ножке. В се­редине башенки в цилиндрич. стек­лянном сосуде находятся мощи.

МОНТАНИЗМ - секта в раннем христианстве, возникшая в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывш. жреца Кибелы, по обращении в христианство провоз­гласившего себя „параклетом (утешителем), с приходом к-рого „царство духа сменяет царство „отца и „сына . В предвидении скорого „конца света и второго пришествия, к-рое ожидалось в малоазийском   городке   Пепузе  (поэтому приверженцев М. назы­вали также пепузитами), М. пропо­ведовал аскетизм, запрет повтор­ных браков, мученичество во имя веры. Рассматривая обычные христ. общины как собрания „ду­шевных людей (психиков) и считая людьми “духовными (пневматиками) только своих при­верженцев, М. отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью, М. в 3 в. сохранял влияние в Аф­рике, где его крупным представи­телем был Тертуллиан. Отд. монтанист. общины просуществовали до 8 в.

МОНТЕНЬ Мишель (1533 1592) - франц. философ-гуманист. В гл. произведении „Опыты (1580 1588) подверг глубокой и всесто­ронней критике теологию, догма­тизм, схоластику и обосновал тезис о том, что человек является самой большой ценностью. Считал, что религия не выдерживает суда разума (мнения богословов про­тиворечат друг другу и обнаружи­вают свою необоснованность), от­вергал идею бессмертия души, рас­сматривал сознание как свойство материи, призывал к веротерпи­мости, осуждал религ. фанатизм и лицемерие. Оказал сильное вли­яние на развитие идей свободомыслия и атеизма Европы 17 — 18 вв.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (16.89-1755) - франц. философ-просве­титель и историк, один из ранних представителей деизма. Активно боролся против схоластики, про­пагандировал свободомыслие и передовые науч. взгляды. М. вы­смеивал нелепость христ. догма­тов и библ. сюжетов, выступал против теологич. учения о чуде. Как и др. бурж. просветители, М. считал, что религия в конечном счете возникла под влиянием дея­тельности законодателей и непо­средственно зависит от того или иного политич. устройства. Он сформулировал мысль о том, что каждая религия приспособлена к определенным географич. и соц. услрвиям. Отсюда выводится тре­бование свободы совести и равно­правия всех религий. Однако считал целесообразным сохранить религию как средство гос. управле­ния и нравств. воспитания.

МООР (наст. фам. Орлов) Дмит­рий Стахиевич (1883- 1946) - сов. график, автор многочисл. антирелиг. плакатов, открыток, карика­тур, публиковавшихся в периодич. печати. Активно сотрудничал в журнале „Безбожник у станка и газете „Безбожник .

МОПЕРТЮИ Пьер Луи Моро (1698-1759) - франц. математик, физик и философ. Считал, что все законы движения могут быть выведены из сформулированного им принципа наименьшего дейст­вия: количество движения, упот­ребленное для к.-л. изменения в природе, всегда является наи­меньшим из возможных. Этот принцип являлся для М. наиболее убедительным доказательством су­ществования бога.

МОР Томас (1478-1535) - англ. гуманист, гос. деятель, создатель первого светского варианта уто-пич. социализма. Обвинен в гос. измене и казнен. В соч. „Утопия (1516) М. изобразил идеал, об-во, где нет классов и части, собствен­ности. Оно основано на принципах всеобщего труда, демократии и гу­манности, целью его является сво­бодное развитие личности как залог всеобщего блага. С позиций возрожденч. гуманизма критико­вал схоластику, католич. духовен­ство, религ. насилие, видя в пос­леднем угрозу гуманистич. культу­ре. Одним из первых отстаивал веротерпимость.

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ - см. Чеш­ские братья.

МОРАЛЬ - одна из форм обществ, сознания, способ духовного суще­ствования личности, один из ду­ховных рычагов развития об-ва. В сфере морального сознания раз­вивается отношение человека к ми­ру и к самому себе, к-рое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, обы­чаев, характера, убеждений. В М. осознается смысл жизни, назначение человека. Историч. смысл М. - утверждение человеческого в че­ловеке. Наряду с познанием и эстетич. освоением действительности (истиной и красотой) М. служит для того, „чтобы человеческому обществу подняться выше... (Ле­нин В. И. ПСС, т. 41, с. 313). Нор­мы М. - средства достижения мо­ральной цели, реализации мораль­ных ценностей. Помимо мораль­ных норм, ориентированных на добро как высш. ценность, в об-вс существуют и др. нормы, правила общежития, диктуемые обычаем, правом, регламентацией трудовых процессов и быта, практической целесообразностью, житейским благоразумием и т. п., к-рые мо­гут одобряться М., но могут су­ществовать и без нее. Наличие М. нельзя удостоверить только фак­том нормативной регуляции. Нравств. способность проявляется в чувстве долга, в совести. М. в собств. смысле слова - продукт соц.-историч. развития, проявле­ние самосознания и свободы чело­века, в т. ч. и относительно „стад­ного инстинкта . Противополож­ность личных и обществ, интере­сов в клас. об-ве отражается в сфере М. как внутр. расщеплен­ность личности, как разлад между должным и желаемым, эгоизмом и самоотверженностью. Требова­ния М. неизбежно связаны с прак­тическим клас. интересом, хотя эта связь обычно идеологически маскируется. Этому, в част., слу­жит религ. освящение М., к-рое нужно именно для поддержания принципов, способствующих со­хранению порядков, выгодных господств, классу. В религии про­исходит синтез идей сверхъестест­венного с моралью (Плеханов). М. религ. лишает человека свобо­ды в волеизъявлении, а жизнь - самостоят, смысла. Следование добру принимает вид служения не земным целям и человеку, а, так или иначе, богу, его неве­домым целям. Хотя религия имеет свои источники и свои функции, отличные от М., тем не менее в истории религии М. играет су­щественную роль. Подлинно гума­нистич. М. является М. комму-н истин.

МОРАЛЬ   КОММУНИСТИЧЕ­СКАЯ - высш. ступень историч. развития морали. М. к. - одна из сторон коммунистич. идеоло­гии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. мора­ли пролетариата, получает даль­нейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. об-ва. М. к. включает в себя и развивает „основные общечеловеческие мо­ральные нормы, которые вырабо­таны народными массами на про­тяжении   тысячелетий   в   борьбе с социальным гнетом и нравствен­ными    пороками     (Программа КПСС. М., 1976, с. 119). Отвергая религ. санкцию и идеалистич. обос­нование нравств. принципов, М. к. открыто основывается на прак-тич. земных интересах и служит развитию, совершенствованию лич­ности и об-ва. Если религ. пропо­ведники видят в нравств. самосо­вершенствовании личности ключ к решению всех соц. проблем, то коммунистич. учение выдви­гает в качестве гл. задачи революц. перестройку обществ, (прежде все­го    материальных)    отношений. В процессе этой перестройки, к-рая предполагает наличие как объек­тивных, так и субъективных пред­посылок, в т. ч. революц. мораль, преобразуются   одновременно   и сама действительность и человек, его внутр. мир. С уничтожением противоположности      интересов об-ва и личности исчезают и отра­жения   этой  противоположности в сфере морального сознания - противоречия между убеждениями и жизнью, трудом и наслаждением, долгом и склонностями, эгоизмом и самоотверженностью, доброде­телью и счастьем и др. Личность обретает внутр. гармонию и цель­ность. Моральные нормы переста­ют быть нормами только должно­го, становясь нормами личной и обществ, жизни. Личность обрета­ет подлинную свободу, предпо­сылками к-рой является уничто­жение как материального, так и духовного, в части, религ., гнета. В этих условиях становится воз­можным осуществление в полной мере гуманизма человеч. отноше­ний,   справедливости, равенства, коллективизма. Свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Само­осуществление личности, раскры­тие заложенных в ней возмож­ностей всестороннего развития будут совпадать с миссией об­ществ, служения. М. к. чужды религ. идеалы аскетизма, самопо­давления, она утверждает само­ценность человеч. личности и ее право на счастье.

МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - мо­раль, выдвигаемая и освящаемая к.-л. религией. Если учесть исто­рич. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об-ве мо­раль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в се­бя самые разные, несовместимые нравств. воззрения. Сходство их в том, что каждое из них объяв­ляет свои принципы непреходящи­ми, установленными богом, а так­же в том, что отрицается само­стоят., человеч. смысл морали и приписывается сверхъестеств., не­земной. Понятие М. р. заключает в себе противоречие: мораль пред­полагает свободу, добровольный выбор, религия же требует пови­новения, не оставляя места свобо­де. Богословие выводит мораль из вероучения, догматики, на са­мом же деле моральные нормы,, в т. ч. именуемые религиозными, порождались обществ, отношения­ми  и приписывались богу для придания им идеологич. весомости. Религ. освящение норм общежи­тия, существовавших в об-ве изна­чально, было первой идеологич. формой их обоснования еще до возникновения понятий добра и зла, морального сознания как та­кового. Примером могут служить табу.  Плеханов назвал религией в полном смысле слова синтез морали и мифологии, представле­ний о богах и посмертном сущест­вовании. Гл. содержанием рели­гии клас. об-ва был ответ на воп­рос о причинах соц. зла, а также о способах борьбы с ним, на осно­ве чего и создавалась религ. общ­ность. В дальнейшем мораль зани­мала все большее место в религии и во многом определяла ее эволю­цию   и   формы.   „Христианство из морали сделало бога...   (Ленин В. И. ПСС, т. 29, с. 54). Часть совр. теологов выводят религию из морали, а не наоборот, следуя Канту, к-рый определял религию как признание нравств. закона ве­лением божества. Религ. идеологи утверждают, что М. р. глубоко че­ловечна, что она смягчает и обла­гораживает нравы. Однако исто­рия свидетельствует о другом. В ней немало страниц, рассказы­вающих о жестоких деяниях религ. фанатиков, о лицемерии „слуг божьих , о преследованиях цер­ковью инакомыслящих. Т. обр. мнение о благотворном воздейст­вии М. р. явно преувеличено. Ре­лигии даже в условиях их полно­го господства обнаружили несо­стоятельность в борьбе с челове­ческими пороками. Добрые же дела верующих и неверующих обусловлены в основном не стра­хом перед богом или надеждой на вознаграждение, а совестью, чувством долга, присущим всем людям и имеющим независимое от религии происхождение. Мо­раль коммунистическая не нужда­ется в поддержке религии и про­тивоположна по духу М. р.

„МОРАЛЬНОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ - см. Бухманизм.

МОРЕЛЛИ - франц. просвети­тель, утопич. коммунист 18 в. До­стоверных биография, данных о М. нет. В труде „Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1755) стоит на позиции деизма. Бог, согласно М., является законо­дателем природы и об-ва. Человек, постигая законы природы и об-ва, тем самым постигает план бога. В поэме „Базилиада критикует соц. неравенство, выступает про­тив монашества. М. идеализировал раннее христианство и с этих пози­ций выступал против совр. ему ре­лигии, считая ее пособницей угне­тателей. Однако соц. природу ре­лигии М. вскрыть не мог.

МОРИАК Франсуа (1885-1970) - франц. писатель-католик. Романы М. — „Клубок змей' , „Дорога в никуда , „Тереза Дескейру , „Фарисейка , „Подросток былых времен и др. — с большой художеств, силой разоблачают совр. бурж. об-во с его алчностью, по­рочностью, бездуховностью и хан­жеством, к-рым М. пытается про­тивопоставить нормы христ. мора­ли, попранной в „земном аду . М. считает, что совр. дилемма „бог или революция должна решаться в пользу бога.

МОРМОНЫ, „Святые последнего дня - члены религ. секты, осно­ванной в 1830 в США. Ее основа­тель Дж. Смит опубликовал т. н. „Книгу Мормона - историю будто бы существовавшей в Аме­рике колонии „иерусалимских из­раильтян , к-рым Христос яко­бы дал свое учение, записанное пророком Мормоном на медных скрижалях. „Переведенная Сми­том „Книга Мормона содержит свыше 300 цитат из Библии и пред­ставляет собой параллель Ветхому и Новому заветам. Эклектичное вероучение М. основывается на этой книге и на откровениях Сми­та. В 1843 на основании одного из них Смит провозгласил многожен­ство (отменено в 1890), а также принцип теократич. орг-ции общи­ны М. Первоначально преследуе­мые, М. переселились на запад США, где основали город Солт-Лейк-Сити, ставший „Меккой М. Община М. росла и экономически преуспевала. В 18% заселенным ими землям были предоставлены права штата, названного Ютой. Как считают М., их учение призва­но дать человеку счастье как в по­сюсторонней, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются „закону прогресса , и жизнь стре­мится к большему совершенству. Это относится и к богу. Человек — „бог в зародыше . Грехопадение было запрограммировано богом. Сущность зла, греха - не непови­новение богу, а „восстание против закона прогресса . М. ожидают скорого „конца света , последней битвы с Сатаной. Они рассматри­вают себя в качестве избранного народа. Враждебны др. церквам, экуменическому движению. Мор­монская церковь организована строго иерархически, во главе стоит президент, признаваемый пророком; с двумя помощниками он входит в президентский совет. Осн. центры миссионер, деятельности М. - США, Анг­лия, Скандинавия, ФРГ, Австрия, Швейцария, ГДР, Новая Зелан­дия, Австралия.

МОРОЗОВА (Соковнина) Феодо­сия Прокофьевна (7—1675) - боя­рыня, активная участница раскола в Рус. правосл. церкви, сподвиж­ница протопопа Аввакума. За приверженность к старой вере, „про­тивление царю и патриарху была арестована и подвергнута жесто­ким пыткам, а затем сослана в Боровский монастырь. Находясь в заточении в монастырской тюрь­ме, погибла от голода.

МОХАММЕД АЛИ БАРФОРУШСКИЙ - один из руководителей бабидского восстания в Иране (1848-1849), направленного про­тив феод, строя, развивший демо-кратич. элементы в бабизме. М. призывал к отмене феод, повин­ностей и налогов, к лишению гос­подств, класса всех привилегий и прав, к отмене частной собствен­ности и установлению общности имущества.

МОЩИ - останки умерших, со­храняющиеся  длительное  время нетленными, что якобы свидетель­ствует об их святости. По учению правосл. церкви, нетленными яв­ляются останки лиц, особо уго­дивших богу. На самом же деле в факте „нетленности останков умерших нет ничего сверхъесте­ственного.  Наукой  установлено, что при определенных условиях (сухой воздух, низкая температу­ра и др.), в к-рых не развиваются гнилостные бактерии, трупы мо­гут сохраняться длительное время, не разлагаясь. Известно немало случаев   естеств.   мумификации. Объявляя подобные явления чу­дом, церковь использовала культ М. для укрепления веры в святых, а следовательно, для усиления сво­его влияния на верующих. В этих целях духовенство нередко шло на подлог, фабрикуя „святые М. Когда в первые годы Сов. власти по требованию верующих было произведено вскрытие ряда захоронений святых Рус. правосл. цер­кви, обнаружилось, что в боль­шинстве из них под видом М. на­ходились полуистлевшие кости, тряпки, вата, а в нек-рых даже куклы. Церковь вынуждена была признать факты мошенничества с М. и осудить их. Однако культ М. продолжает сохраняться и в на­ши дни. Церк. проповедники, как и прежде, убеждают верующих в том, что М. божьих угодников обладают чудодейственной силой, распространяют слухи о „чуде­сных исцелениях в местах захо­ронения святых. Культ М. прино­сил и приносит церкви значит, доходы. Широко культивируется он и в католицизме, где практи­чески каждый более или менее крупный храм, все монастыри являются обладателями „нетлен­ных останков святых. В про­тестантизме культ М. отверга­ется.

МУДЖТАХИД (от араб, „джахада - стараться, бороться) - мусульм. богослов, достигший высш. ступени знаний в юридич.-богосл. науках, обладающий прерогати­вой самостоят, суждения по воп­росам ислам, догматики, права, морали. М. были основатели юридич. школ (мазхабов), известные богословы гл. направлений исла­ма - суннизма и шиизма.

МУЗА - в др.-греч. мифологии богиня искусств. Первоначально упоминается как единое божество. Позднее число М. возросло до де­вяти. Их имена впервые встречаются в „Теогонии Гесиода (7 в. до н. э.). Они почитались как покровительницы различных ис­кусств, а затем и наук: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - исто­рии, Талия - комедии, Мельпо­мена - трагедии, Терпсихора - танца, Эрато — любовной поэзии, Полигимния - гимнов, Урания -астрономии,  Каллиопа -  эпоса.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА - один из центров про­паганды науч. атеизма, находится в Ленинграде, в здании б. Казан­ского собора. Открыт в 1932. Экспозиции    освещают    борьбу науч. и религ. мировоззрений, историю становления материализ­ма, атеизма, разоблачают реакц. деятельность церкви и т. д. В фон­дах музея - археологич. находки, предметы культа, произведения искусства. Имеется библиотека с отделом редких книг и архив с материалами, относящимися к профилю музея. Коллектив М. и. р. и а. ведет науч.-исследоват. и пропагандист, работу.

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ один из видов религ. (культовой, духов­ной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воз­действия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. пра­вославия восходит к знаменному распеву; это одноголосое или (с 16 в.) многоголосое (партесное) пение на церк.-славян, языке без инструментального сопровожде­ния; осн. жанры - литургия (обе­дня), всенощная, молебен, лития, панихида, духовный концерт. Гл. источник католич. М. ц. - григо­рианский хорал; пение на лат. языке; может исполняться с орга­ном, оркестром; осн. жанры - месса, реквием, мотет, магнификат, те деум, стабат матер, веспер. Лютеран. М. ц. основана на протест, хорале, к исполнению к-рого при­влекаются прихожане, исполняет­ся с инструментальным сопровож­дением, на родном языке; осн. формы - оратория, пассивны (страсти), кантата, псалом, церк. песня. Для церкви создавали му­зыку мн. видные композиторы (Палестрина, Бах, Гендель, Мо­царт, Бортнянский, Рахманинов и др.). М. ц. постоянно испытывала воздействие народной и светской музыки. В лучших произведениях М. ц. ее творцы разрывали оковы религ. догм, и канонов, выражали гуманистическое, общечеловече­ское содержание, но эти произве­дения часто запрещались церковью из-за их чересчур мирского харак­тера.

МУЛЛА (от араб, „маула - вла­дыка, господин) - служитель культа в исламе, обычно выбирае­мый мусульманами из своей среды. В царской России М. часто сочетал отправление культа с функциями преподавателя в низш. школе, кади и нотариуса.

МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО судеб­ный процесс (1892-1896), сфаб­рикованный по ложному обвине­нию группы из 10 крестьян-удмур­тов, жителей с. Старый Мултан Малмыжского у. Вятской губ., в убийстве с целью приношения жертв языч. богам. Правосл. ду­ховенство эту версию не отверга­ло. Писатель В. Г. Короленко изобличил фальсификаторский ха­рактер процесса. Судьям не оста­валось ничего иного, как вынести оправдательный приговор. М. д. обнажило сущность нац. политики самодержавия, к-рое, разжигая рознь между народами, населяв­шими Россию, использовало в этих целях религию.

МУНЬЕ Эмманюэль (1905-1950) франц. католич. философ, один из основоположников персонализ­ма. М. был представителем леворадик. тенденции в католич. идео­логии. С мелкобурж. позиций критиковал пороки капитализма, отстаивал переустройство об-ва на принципах раннего христианст­ва. Требовал активного отноше­ния верующих к важнейшим соц. вопросам.

МУР Джордж Эдуард (1873— 1958) - англ. философ-идеалист, представитель неореализма. В ра­боте „Опровержение идеализма' (1903) М. подверг критике субъективный идеализм, противопо­ставив ему тезис: „Ощущение включает сознание и объект, неза­висимый от сознания , причем лишь „здравый смысл заставляет нас признать объективность мира. Согласно М., „здравый смысл не исключает возможности того, что мир по своей природе духо­вен, или что существует божеств, разум, акты этого разума и за­гробная жизнь.

МУРАШКОВЦЫ - секта, основан­ная в кон. 20-х гг. 20 в. в Зап. Белоруссии кулаком И. Мурашко. Ссылаясь на то, что сам бог якобы  провозгласил его „пророком Иль­ей , „ангелом завета и отцом Си­она , он стал проповедовать скорое наступление „конца света и „страшного суда , запугивая от­сталых людей и обирая их. В секте был введен изуверский обряд „снятия семи печатей - среза­ния с тела верующих кусочков кожи. Стекавшей при этом кровью причащались вступавшие в секту. Членам секты запрещалось посе­щать обществ, места, читать книги, общаться с людьми др. веры, есть мясное, работать в субботу и вос­кресенье, мужчинам - служить в армии, женщинам - вступать в брак с лицами, не состоящими в секте. За нарушение составленно­го Мурашко устава следовало стро­гое наказание: изнурительный пост, заточение в подвал, для де­тей - розги. Мурашко уговорил сотни верующих покинуть родные места и переселиться в организо­ванное им хозяйство „Новый Иеру­салим (Зап. Украина). Вскоре, присвоив доходы этого хозяйства, он бежал в Америку. Секта оказа­лась на грани распада. Однако в послевоенные годы усилиями по­следователей Мурашко она была возрождена. В наст. вр. небольшие группы М. имеются в зап. областях Украины, Белоруссии, а также в Молдавии и Грузии.

МУСТЬЕРСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ - остатки черепов и костей неан­дертальского человека, жившего в эпоху мустье (ок. 100—40 тыс. лет до н. э. ). Особо важное науч. значение их определяется тем, что эти черепа и кости - др. свиде­тельства о предполагаемых дейст­виях первобытн. людей по отно­шению к умершим, а косвенно — о степени развитости их сознания. Эти находки — их пока известно около двух десятков - говорят, видимо, о факте преднамеренного захоронения: скелеты лежали на спине или на правом боку, как бы в позе спящего, нек-рые наход­ки - в могильной яме, выдолб­ленной в каменном грунте. Едва ли можно считать случайностью такое расположение костей; видимо, су­ществовала определенная тради­ция захоронения. В пользу такого предположения говорят и отд. факты находок неандертальских черепов с явными следами ритуала. Помимо человеч. захоронений из­вестны находки костей пещерного медведя, относящиеся к той же мустьерской эпохе, и есть мнение, что их тоже хранили в особых об­рядовых целях. То или др. решение вопроса о М. п. важно для прояс­нения более общего вопроса - о времени зарождения первонач. религ. представлений и обрядов, в части, о происхождении погре­бального культа.

„МУСУЛЬМАНЕ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА - журнал, издаваемый Духовным управлением мусуль­ман Средней Азии и Казахстана с 1968. Выходит на узбек., араб., англ., франц. и перс, языках. Периодичность - 4 номера в год. В нем освещаются богосл. пробле­мы, вопросы деятельности мусульм. религ. орг-ций в сфере куль­та и международ, контактов, пуб­ликуются фетвы, фрагменты из проповедей, материалы различных ислам, форумов. Часть материалов посвящается светской жизни му­сульман Сов. Востока.

МУСУЛЬМАНСКОЕ СЕКТАНТ­СТВО - общее название различ­ных течений внутри ислама, воз­никших под влиянием клас. про­тиворечий. Осн. направления в ис­ламе - суннизм и шиизм поло­жили начало множеству ислам, сект. Большинство из них - от­ветвления шиизма. В основе появ­ления различных мусульм. сект лежали прежде всего соц.-политич. движения, к-рые облекались в ре­лиг. форму, ибо в ср.-век. му­сульм. об-ве на политич., право­вые, нравств. и др. вопросы смотрели лишь с религ. т. зр. На характер ислам, сект оказали боль­шое влияние географич. и климатич. условия, культура, традиции, прежние верования народов, при­нявших ислам. В шиизме имеются секты имамитов, исмаилитов, зейдитов с многочисл. ответвле­ниями. Хотя в суннитском направ­лении сект не существует, но в нем имеются различные юридич. шко­лы и др. группировки.

МУСУЛЬМАНСТВО - см. Ислам.

МУТАЗИЛИТЫ (араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб, халифате в 8-9 вв. Основополож­ником мутазилизма считается Ва-силь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - едино­божие и справедливость. Под еди­нобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антро­поморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками уче­ния о предопределении.

МУТАКАЛЛИМЫ - приверженцы мусульм. ортодокс, богословия - калама. Среди М. различают 2 осн. направления: ашаритов, последо­вателей богослова аль-Ашари (873/ 874-935 или 941), и мутазилитов. Ашариты признавали критерием истины веру, объявляя разум пас­сивным и слепым, придержива­лись догматов об извечности Кора­на  и божеств, предопределении.

МУФТИЙ (араб. - высказываю­щий мнение) - высш. духовное лицо у мусульман-сунныгов, даю­щее заключение, именуемое фетвой по вопросам применения ша­риата. В странах, где ислам явля­ется гос. религией, М. назначаются пр-вом. В СССР М. избираются на съездах представителей духовен­ства и верующих.

МУХАММЕД (ок. 570-632) - араб, религ. и политич. деятель, основатель ислама. У мусульман считается величайшим пророком, посланником бога. „Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха - провозгла­шается в исламе. Согласно богосл. источникам, М. происходил из пле­мени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом. Ок. 610 выступил с проповедью новой религии, позднее названной им исламом. В своих выступлени­ях М. призывал к новой вере, ос­нованной на признании единого бога Аллаха и закреплявшей соц. устои клас. антагонистич. об-ва. Стремясь завоевать доверие наро­да, он одновременно говорил о братстве верующих, необходи­мости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщи­чества, оказании богатыми благот­ворит, помощи неимущим. Курей-шитская верхушка вначале враж­дебно отнеслась к деятельности М., и ему в 622 пришлось бежать из Мекки в Ятриб (позднее на­званный Мединатан-наби, т. е. го­родом пророка). 622 вошел в ис­торию как осн. дата ислама (хид­жра) , с него начинается мусульм. календарь. В Медине М. стал во главе мусульм. общины, в к-рой люди объединялись не по кровно­му родству, а по религ. признаку. Мусульмане считали М. „послан­ником божьим , и он пользовался неогранич. властью среди верую­щих. В 630-631 мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значит, часть др. р-нов Аравии, где утвердился ис­лам. Гробница М. в Медине стала второй (после Каабы) святыней ислама.

МУХАРРАМ, мухаррем (араб. - священный, заповедный) - назва­ние первого месяца мусульм. лун­ного календаря. Начало этого ме­сяца - день нового года, празднич­ный у мусульман.

МУЧЕНИКИ - в католицизме и православии лица, к-рые якобы были подвергнуты мучениям и по­гибли от рук гонителей христиан, но не отказались от своей веры. Культ М. возникает в период фор­мирования культа святых (см. Святых культ). М. становятся пер­выми святыми в христ. пантеоне. Приписываемая им преданность богу, непоколебимость в религ. убеждениях выставлялись духо­венством в качестве образца для всех христиан. Однако, как уста­новлено историч. наукой, боль­шинство христ. сказаний о М. но­сит мифич. характер, а сами М. являются вымышленными персонажами. Факты свидетельствуют о том, что широких и долговре­менных гонений на христиан, о к-рых пишут церк. авторы, не было. А действительно имев­шие место преследования хрис­тиан не являлись „страданиями за веру , т. к. обусловливались политич. причинами и были свя­заны с отд. случаями неповино­вения христиан гражд. властям. Число жертв при этом было срав­нительно незначительным. Впос­ледствии к М. стали относить не только „пострадавших за веру , но и лиц, погибших насильств. смертью и причисленных к лику святых. Так, Рус. правосл. цер­ковь относит к М. святых Бориса и Глеба, князей, погибших в меж­доусобной борьбе, святого Гаври­ила Белостоцкого - подростка, якобы ставшего жертвой ритуаль­ного убийства иудеями, и др. Культ М. и в наст. вр. использует­ся для воспитания верующих в ду­хе преданности христ. вере, религ. фанатизма. Идеи мученичества проповедуются религ. экстремис­тами, внушающими верующим мысль о том, что „страдания за ве­ру - это путь „избранных к спа­сению.

МУЭДЗИН, муэззин (араб. - при­глашающий, объявляющий) - служитель мечети, призывающий верующих мусульман на молитву (провозглашающий азан).

МЮЛЛЕР Фридрих Макс (1823-1900) - англ. филолог и индолог, исследователь мифов, историк ре­лигии. М. принадлежит заслуга перевода и публикации ряда др.-инд. текстов, в части. „Ригведы . Был сторонником натуристич. (со­лярной) теории происхождения религии; появление мифов связы­вал с особенностями и эволюцией др. языков. Историч. концепции М. в значит, степени устарели, но в его трудах содержится богатый фак-тич. материал, помогающий понять отд. аспекты гносеологич. корней религии.

МЮНЦЕР Томас (ок. 1490-1525)-один из вождей Крестьянской войны в Германии (1524-1526), идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. М. учил, что царство божье - об-во без частной собственности, без богатых и бед­ных - надо строить на земле. Ми­ровоззрение М. носило пантеистич. характер: он отождествлял поня­тия „бог и „мир ; бог - это мир в целом; небесное - это не что иное, как земное, доведенное до идеального совершенства. Ф. Эн­гельс писал: „Религиозная фило­софия Мюнцера приближалась к атеизму, его политическая про­грамма была близка к коммуниз­му (т. 7, с. 371). Казнен после поражения организованного им ре-волюц. ополчения.

МЮРИД (араб, „мурид - ищу­щий, стремящийся) - послушник, ученик и приверженец к.-л. шейха-наставника или ишана. Согласно канонам суфизма, М. целиком под­чиняется воле наставника, регу­лярно исповедуется и кается перед ним.

МЮРИДИЗМ - условный термин для обозначения религ.-мистич. направления в исламе, получивше­го распространение на Сев. Кавка­зе в 19 в. Идеология М. была ши­роко использована в Дагестане в борьбе против колониальной по­литики рус. царизма (20-60-егг.). Вожди этой борьбы имамы Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль ставили своей целью создание има­мата - ислам, теократич. гос-ва. М. призывал горцев следовать ка­нонам суфизма, выполнять требо­вания шариата и вести св. войну -джихад (газават) - против „не­верных (т. е. немусульман).

МЯСОЕД - отрезок времени, ког­да по церк. канонам допускается принятие верующими мясной пи­щи. Осенний М. продолжается с 15 августа по 14 ноября, а зим­ний - с 25 декабря до масленицы (даты приведены по ст. ст.).

МЯСОПУСТ - неделя перед ве­ликим постом (см. Посты), в те­чение к-рой церк. каноном запре­щено есть мясо, но разрешается употреблять в пищу сыр, масло и рыбу (см. Масленица).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Словарь Атеиста:

ИБЛ - ИНД

ИБЛИС - по учению ислама дья­вол, бывший ранее ангелом. Изгнан Аллахом из рая за отказ прекло­ниться перед Адамом - первочеловеком, созданным богом из праха. За свое падение всемерно стре­мится мстить людям, то...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...