МОН - МЯС
Понятия и определения - Атеистический словарь |
МОНСЕНЬЕР (франц. monseignеur, букв. - мой господин) - титул принцев, епископов и др. представителей высш. знати в феод. Франции; в наст. вр. употребляется при обращении к представителям высш. католич. духовенства.
МОНСТРАНЦИЯ - в католич. церкви сосуд или ковчег, в к-ром хранятся, а во время религ. процессий выносятся гостии или мощи. М. для гостий представляет собой звезду из серебра или золота, укрепленную на резной ножке. В середине звезды между стеклами помещаются гостии. М. для мощей изготовляется в виде резной башенки на фигурной ножке. В середине башенки в цилиндрич. стеклянном сосуде находятся мощи.
МОНТАНИЗМ - секта в раннем христианстве, возникшая в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывш. жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя „параклетом (утешителем), с приходом к-рого „царство духа сменяет царство „отца и „сына . В предвидении скорого „конца света и второго пришествия, к-рое ожидалось в малоазийском городке Пепузе (поэтому приверженцев М. называли также пепузитами), М. проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Рассматривая обычные христ. общины как собрания „душевных людей (психиков) и считая людьми “духовными (пневматиками) только своих приверженцев, М. отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью, М. в 3 в. сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тертуллиан. Отд. монтанист. общины просуществовали до 8 в.
МОНТЕНЬ Мишель (1533 1592) - франц. философ-гуманист. В гл. произведении „Опыты (1580 1588) подверг глубокой и всесторонней критике теологию, догматизм, схоластику и обосновал тезис о том, что человек является самой большой ценностью. Считал, что религия не выдерживает суда разума (мнения богословов противоречат друг другу и обнаруживают свою необоснованность), отвергал идею бессмертия души, рассматривал сознание как свойство материи, призывал к веротерпимости, осуждал религ. фанатизм и лицемерие. Оказал сильное влияние на развитие идей свободомыслия и атеизма Европы 17 — 18 вв.
МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (16.89-1755) - франц. философ-просветитель и историк, один из ранних представителей деизма. Активно боролся против схоластики, пропагандировал свободомыслие и передовые науч. взгляды. М. высмеивал нелепость христ. догматов и библ. сюжетов, выступал против теологич. учения о чуде. Как и др. бурж. просветители, М. считал, что религия в конечном счете возникла под влиянием деятельности законодателей и непосредственно зависит от того или иного политич. устройства. Он сформулировал мысль о том, что каждая религия приспособлена к определенным географич. и соц. услрвиям. Отсюда выводится требование свободы совести и равноправия всех религий. Однако считал целесообразным сохранить религию как средство гос. управления и нравств. воспитания.
МООР (наст. фам. Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883- 1946) - сов. график, автор многочисл. антирелиг. плакатов, открыток, карикатур, публиковавшихся в периодич. печати. Активно сотрудничал в журнале „Безбожник у станка и газете „Безбожник .
МОПЕРТЮИ Пьер Луи Моро (1698-1759) - франц. математик, физик и философ. Считал, что все законы движения могут быть выведены из сформулированного им принципа наименьшего действия: количество движения, употребленное для к.-л. изменения в природе, всегда является наименьшим из возможных. Этот принцип являлся для М. наиболее убедительным доказательством существования бога.
МОР Томас (1478-1535) - англ. гуманист, гос. деятель, создатель первого светского варианта уто-пич. социализма. Обвинен в гос. измене и казнен. В соч. „Утопия (1516) М. изобразил идеал, об-во, где нет классов и части, собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда, демократии и гуманности, целью его является свободное развитие личности как залог всеобщего блага. С позиций возрожденч. гуманизма критиковал схоластику, католич. духовенство, религ. насилие, видя в последнем угрозу гуманистич. культуре. Одним из первых отстаивал веротерпимость.
МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ - см. Чешские братья.
МОРАЛЬ - одна из форм обществ, сознания, способ духовного существования личности, один из духовных рычагов развития об-ва. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и к самому себе, к-рое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, обычаев, характера, убеждений. В М. осознается смысл жизни, назначение человека. Историч. смысл М. - утверждение человеческого в человеке. Наряду с познанием и эстетич. освоением действительности (истиной и красотой) М. служит для того, „чтобы человеческому обществу подняться выше... (Ленин В. И. ПСС, т. 41, с. 313). Нормы М. - средства достижения моральной цели, реализации моральных ценностей. Помимо моральных норм, ориентированных на добро как высш. ценность, в об-вс существуют и др. нормы, правила общежития, диктуемые обычаем, правом, регламентацией трудовых процессов и быта, практической целесообразностью, житейским благоразумием и т. п., к-рые могут одобряться М., но могут существовать и без нее. Наличие М. нельзя удостоверить только фактом нормативной регуляции. Нравств. способность проявляется в чувстве долга, в совести. М. в собств. смысле слова - продукт соц.-историч. развития, проявление самосознания и свободы человека, в т. ч. и относительно „стадного инстинкта . Противоположность личных и обществ, интересов в клас. об-ве отражается в сфере М. как внутр. расщепленность личности, как разлад между должным и желаемым, эгоизмом и самоотверженностью. Требования М. неизбежно связаны с практическим клас. интересом, хотя эта связь обычно идеологически маскируется. Этому, в част., служит религ. освящение М., к-рое нужно именно для поддержания принципов, способствующих сохранению порядков, выгодных господств, классу. В религии происходит синтез идей сверхъестественного с моралью (Плеханов). М. религ. лишает человека свободы в волеизъявлении, а жизнь - самостоят, смысла. Следование добру принимает вид служения не земным целям и человеку, а, так или иначе, богу, его неведомым целям. Хотя религия имеет свои источники и свои функции, отличные от М., тем не менее в истории религии М. играет существенную роль. Подлинно гуманистич. М. является М. комму-н истин.
МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - высш. ступень историч. развития морали. М. к. - одна из сторон коммунистич. идеологии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. морали пролетариата, получает дальнейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. об-ва. М. к. включает в себя и развивает „основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками (Программа КПСС. М., 1976, с. 119). Отвергая религ. санкцию и идеалистич. обоснование нравств. принципов, М. к. открыто основывается на прак-тич. земных интересах и служит развитию, совершенствованию личности и об-ва. Если религ. проповедники видят в нравств. самосовершенствовании личности ключ к решению всех соц. проблем, то коммунистич. учение выдвигает в качестве гл. задачи революц. перестройку обществ, (прежде всего материальных) отношений. В процессе этой перестройки, к-рая предполагает наличие как объективных, так и субъективных предпосылок, в т. ч. революц. мораль, преобразуются одновременно и сама действительность и человек, его внутр. мир. С уничтожением противоположности интересов об-ва и личности исчезают и отражения этой противоположности в сфере морального сознания - противоречия между убеждениями и жизнью, трудом и наслаждением, долгом и склонностями, эгоизмом и самоотверженностью, добродетелью и счастьем и др. Личность обретает внутр. гармонию и цельность. Моральные нормы перестают быть нормами только должного, становясь нормами личной и обществ, жизни. Личность обретает подлинную свободу, предпосылками к-рой является уничтожение как материального, так и духовного, в части, религ., гнета. В этих условиях становится возможным осуществление в полной мере гуманизма человеч. отношений, справедливости, равенства, коллективизма. Свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Самоосуществление личности, раскрытие заложенных в ней возможностей всестороннего развития будут совпадать с миссией обществ, служения. М. к. чужды религ. идеалы аскетизма, самоподавления, она утверждает самоценность человеч. личности и ее право на счастье.
МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - мораль, выдвигаемая и освящаемая к.-л. религией. Если учесть историч. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об-ве мораль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в себя самые разные, несовместимые нравств. воззрения. Сходство их в том, что каждое из них объявляет свои принципы непреходящими, установленными богом, а также в том, что отрицается самостоят., человеч. смысл морали и приписывается сверхъестеств., неземной. Понятие М. р. заключает в себе противоречие: мораль предполагает свободу, добровольный выбор, религия же требует повиновения, не оставляя места свободе. Богословие выводит мораль из вероучения, догматики, на самом же деле моральные нормы,, в т. ч. именуемые религиозными, порождались обществ, отношениями и приписывались богу для придания им идеологич. весомости. Религ. освящение норм общежития, существовавших в об-ве изначально, было первой идеологич. формой их обоснования еще до возникновения понятий добра и зла, морального сознания как такового. Примером могут служить табу. Плеханов назвал религией в полном смысле слова синтез морали и мифологии, представлений о богах и посмертном существовании. Гл. содержанием религии клас. об-ва был ответ на вопрос о причинах соц. зла, а также о способах борьбы с ним, на основе чего и создавалась религ. общность. В дальнейшем мораль занимала все большее место в религии и во многом определяла ее эволюцию и формы. „Христианство из морали сделало бога... (Ленин В. И. ПСС, т. 29, с. 54). Часть совр. теологов выводят религию из морали, а не наоборот, следуя Канту, к-рый определял религию как признание нравств. закона велением божества. Религ. идеологи утверждают, что М. р. глубоко человечна, что она смягчает и облагораживает нравы. Однако история свидетельствует о другом. В ней немало страниц, рассказывающих о жестоких деяниях религ. фанатиков, о лицемерии „слуг божьих , о преследованиях церковью инакомыслящих. Т. обр. мнение о благотворном воздействии М. р. явно преувеличено. Религии даже в условиях их полного господства обнаружили несостоятельность в борьбе с человеческими пороками. Добрые же дела верующих и неверующих обусловлены в основном не страхом перед богом или надеждой на вознаграждение, а совестью, чувством долга, присущим всем людям и имеющим независимое от религии происхождение. Мораль коммунистическая не нуждается в поддержке религии и противоположна по духу М. р.
„МОРАЛЬНОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ - см. Бухманизм.
МОРЕЛЛИ - франц. просветитель, утопич. коммунист 18 в. Достоверных биография, данных о М. нет. В труде „Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1755) стоит на позиции деизма. Бог, согласно М., является законодателем природы и об-ва. Человек, постигая законы природы и об-ва, тем самым постигает план бога. В поэме „Базилиада критикует соц. неравенство, выступает против монашества. М. идеализировал раннее христианство и с этих позиций выступал против совр. ему религии, считая ее пособницей угнетателей. Однако соц. природу религии М. вскрыть не мог.
МОРИАК Франсуа (1885-1970) - франц. писатель-католик. Романы М. — „Клубок змей' , „Дорога в никуда , „Тереза Дескейру , „Фарисейка , „Подросток былых времен и др. — с большой художеств, силой разоблачают совр. бурж. об-во с его алчностью, порочностью, бездуховностью и ханжеством, к-рым М. пытается противопоставить нормы христ. морали, попранной в „земном аду . М. считает, что совр. дилемма „бог или революция должна решаться в пользу бога.
МОРМОНЫ, „Святые последнего дня - члены религ. секты, основанной в 1830 в США. Ее основатель Дж. Смит опубликовал т. н. „Книгу Мормона - историю будто бы существовавшей в Америке колонии „иерусалимских израильтян , к-рым Христос якобы дал свое учение, записанное пророком Мормоном на медных скрижалях. „Переведенная Смитом „Книга Мормона содержит свыше 300 цитат из Библии и представляет собой параллель Ветхому и Новому заветам. Эклектичное вероучение М. основывается на этой книге и на откровениях Смита. В 1843 на основании одного из них Смит провозгласил многоженство (отменено в 1890), а также принцип теократич. орг-ции общины М. Первоначально преследуемые, М. переселились на запад США, где основали город Солт-Лейк-Сити, ставший „Меккой М. Община М. росла и экономически преуспевала. В 18% заселенным ими землям были предоставлены права штата, названного Ютой. Как считают М., их учение призвано дать человеку счастье как в посюсторонней, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются „закону прогресса , и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к богу. Человек — „бог в зародыше . Грехопадение было запрограммировано богом. Сущность зла, греха - не неповиновение богу, а „восстание против закона прогресса . М. ожидают скорого „конца света , последней битвы с Сатаной. Они рассматривают себя в качестве избранного народа. Враждебны др. церквам, экуменическому движению. Мормонская церковь организована строго иерархически, во главе стоит президент, признаваемый пророком; с двумя помощниками он входит в президентский совет. Осн. центры миссионер, деятельности М. - США, Англия, Скандинавия, ФРГ, Австрия, Швейцария, ГДР, Новая Зеландия, Австралия.
МОРОЗОВА (Соковнина) Феодосия Прокофьевна (7—1675) - боярыня, активная участница раскола в Рус. правосл. церкви, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к старой вере, „противление царю и патриарху была арестована и подвергнута жестоким пыткам, а затем сослана в Боровский монастырь. Находясь в заточении в монастырской тюрьме, погибла от голода.
МОХАММЕД АЛИ БАРФОРУШСКИЙ - один из руководителей бабидского восстания в Иране (1848-1849), направленного против феод, строя, развивший демо-кратич. элементы в бабизме. М. призывал к отмене феод, повинностей и налогов, к лишению господств, класса всех привилегий и прав, к отмене частной собственности и установлению общности имущества.
МОЩИ - останки умерших, сохраняющиеся длительное время нетленными, что якобы свидетельствует об их святости. По учению правосл. церкви, нетленными являются останки лиц, особо угодивших богу. На самом же деле в факте „нетленности останков умерших нет ничего сверхъестественного. Наукой установлено, что при определенных условиях (сухой воздух, низкая температура и др.), в к-рых не развиваются гнилостные бактерии, трупы могут сохраняться длительное время, не разлагаясь. Известно немало случаев естеств. мумификации. Объявляя подобные явления чудом, церковь использовала культ М. для укрепления веры в святых, а следовательно, для усиления своего влияния на верующих. В этих целях духовенство нередко шло на подлог, фабрикуя „святые М. Когда в первые годы Сов. власти по требованию верующих было произведено вскрытие ряда захоронений святых Рус. правосл. церкви, обнаружилось, что в большинстве из них под видом М. находились полуистлевшие кости, тряпки, вата, а в нек-рых даже куклы. Церковь вынуждена была признать факты мошенничества с М. и осудить их. Однако культ М. продолжает сохраняться и в наши дни. Церк. проповедники, как и прежде, убеждают верующих в том, что М. божьих угодников обладают чудодейственной силой, распространяют слухи о „чудесных исцелениях в местах захоронения святых. Культ М. приносил и приносит церкви значит, доходы. Широко культивируется он и в католицизме, где практически каждый более или менее крупный храм, все монастыри являются обладателями „нетленных останков святых. В протестантизме культ М. отвергается.
МУДЖТАХИД (от араб, „джахада - стараться, бороться) - мусульм. богослов, достигший высш. ступени знаний в юридич.-богосл. науках, обладающий прерогативой самостоят, суждения по вопросам ислам, догматики, права, морали. М. были основатели юридич. школ (мазхабов), известные богословы гл. направлений ислама - суннизма и шиизма.
МУЗА - в др.-греч. мифологии богиня искусств. Первоначально упоминается как единое божество. Позднее число М. возросло до девяти. Их имена впервые встречаются в „Теогонии Гесиода (7 в. до н. э.). Они почитались как покровительницы различных искусств, а затем и наук: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танца, Эрато — любовной поэзии, Полигимния - гимнов, Урания -астрономии, Каллиопа - эпоса.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА - один из центров пропаганды науч. атеизма, находится в Ленинграде, в здании б. Казанского собора. Открыт в 1932. Экспозиции освещают борьбу науч. и религ. мировоззрений, историю становления материализма, атеизма, разоблачают реакц. деятельность церкви и т. д. В фондах музея - археологич. находки, предметы культа, произведения искусства. Имеется библиотека с отделом редких книг и архив с материалами, относящимися к профилю музея. Коллектив М. и. р. и а. ведет науч.-исследоват. и пропагандист, работу.
МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ один из видов религ. (культовой, духовной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воздействия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. православия восходит к знаменному распеву; это одноголосое или (с 16 в.) многоголосое (партесное) пение на церк.-славян, языке без инструментального сопровождения; осн. жанры - литургия (обедня), всенощная, молебен, лития, панихида, духовный концерт. Гл. источник католич. М. ц. - григорианский хорал; пение на лат. языке; может исполняться с органом, оркестром; осн. жанры - месса, реквием, мотет, магнификат, те деум, стабат матер, веспер. Лютеран. М. ц. основана на протест, хорале, к исполнению к-рого привлекаются прихожане, исполняется с инструментальным сопровождением, на родном языке; осн. формы - оратория, пассивны (страсти), кантата, псалом, церк. песня. Для церкви создавали музыку мн. видные композиторы (Палестрина, Бах, Гендель, Моцарт, Бортнянский, Рахманинов и др.). М. ц. постоянно испытывала воздействие народной и светской музыки. В лучших произведениях М. ц. ее творцы разрывали оковы религ. догм, и канонов, выражали гуманистическое, общечеловеческое содержание, но эти произведения часто запрещались церковью из-за их чересчур мирского характера.
МУЛЛА (от араб, „маула - владыка, господин) - служитель культа в исламе, обычно выбираемый мусульманами из своей среды. В царской России М. часто сочетал отправление культа с функциями преподавателя в низш. школе, кади и нотариуса.
МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО судебный процесс (1892-1896), сфабрикованный по ложному обвинению группы из 10 крестьян-удмуртов, жителей с. Старый Мултан Малмыжского у. Вятской губ., в убийстве с целью приношения жертв языч. богам. Правосл. духовенство эту версию не отвергало. Писатель В. Г. Короленко изобличил фальсификаторский характер процесса. Судьям не оставалось ничего иного, как вынести оправдательный приговор. М. д. обнажило сущность нац. политики самодержавия, к-рое, разжигая рознь между народами, населявшими Россию, использовало в этих целях религию.
МУНЬЕ Эмманюэль (1905-1950) франц. католич. философ, один из основоположников персонализма. М. был представителем леворадик. тенденции в католич. идеологии. С мелкобурж. позиций критиковал пороки капитализма, отстаивал переустройство об-ва на принципах раннего христианства. Требовал активного отношения верующих к важнейшим соц. вопросам.
МУР Джордж Эдуард (1873— 1958) - англ. философ-идеалист, представитель неореализма. В работе „Опровержение идеализма' (1903) М. подверг критике субъективный идеализм, противопоставив ему тезис: „Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания , причем лишь „здравый смысл заставляет нас признать объективность мира. Согласно М., „здравый смысл не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, или что существует божеств, разум, акты этого разума и загробная жизнь.
МУРАШКОВЦЫ - секта, основанная в кон. 20-х гг. 20 в. в Зап. Белоруссии кулаком И. Мурашко. Ссылаясь на то, что сам бог якобы провозгласил его „пророком Ильей , „ангелом завета и отцом Сиона , он стал проповедовать скорое наступление „конца света и „страшного суда , запугивая отсталых людей и обирая их. В секте был введен изуверский обряд „снятия семи печатей - срезания с тела верующих кусочков кожи. Стекавшей при этом кровью причащались вступавшие в секту. Членам секты запрещалось посещать обществ, места, читать книги, общаться с людьми др. веры, есть мясное, работать в субботу и воскресенье, мужчинам - служить в армии, женщинам - вступать в брак с лицами, не состоящими в секте. За нарушение составленного Мурашко устава следовало строгое наказание: изнурительный пост, заточение в подвал, для детей - розги. Мурашко уговорил сотни верующих покинуть родные места и переселиться в организованное им хозяйство „Новый Иерусалим (Зап. Украина). Вскоре, присвоив доходы этого хозяйства, он бежал в Америку. Секта оказалась на грани распада. Однако в послевоенные годы усилиями последователей Мурашко она была возрождена. В наст. вр. небольшие группы М. имеются в зап. областях Украины, Белоруссии, а также в Молдавии и Грузии.
МУСТЬЕРСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ - остатки черепов и костей неандертальского человека, жившего в эпоху мустье (ок. 100—40 тыс. лет до н. э. ). Особо важное науч. значение их определяется тем, что эти черепа и кости - др. свидетельства о предполагаемых действиях первобытн. людей по отношению к умершим, а косвенно — о степени развитости их сознания. Эти находки — их пока известно около двух десятков - говорят, видимо, о факте преднамеренного захоронения: скелеты лежали на спине или на правом боку, как бы в позе спящего, нек-рые находки - в могильной яме, выдолбленной в каменном грунте. Едва ли можно считать случайностью такое расположение костей; видимо, существовала определенная традиция захоронения. В пользу такого предположения говорят и отд. факты находок неандертальских черепов с явными следами ритуала. Помимо человеч. захоронений известны находки костей пещерного медведя, относящиеся к той же мустьерской эпохе, и есть мнение, что их тоже хранили в особых обрядовых целях. То или др. решение вопроса о М. п. важно для прояснения более общего вопроса - о времени зарождения первонач. религ. представлений и обрядов, в части, о происхождении погребального культа.
„МУСУЛЬМАНЕ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА - журнал, издаваемый Духовным управлением мусульман Средней Азии и Казахстана с 1968. Выходит на узбек., араб., англ., франц. и перс, языках. Периодичность - 4 номера в год. В нем освещаются богосл. проблемы, вопросы деятельности мусульм. религ. орг-ций в сфере культа и международ, контактов, публикуются фетвы, фрагменты из проповедей, материалы различных ислам, форумов. Часть материалов посвящается светской жизни мусульман Сов. Востока.
МУСУЛЬМАНСКОЕ СЕКТАНТСТВО - общее название различных течений внутри ислама, возникших под влиянием клас. противоречий. Осн. направления в исламе - суннизм и шиизм положили начало множеству ислам, сект. Большинство из них - ответвления шиизма. В основе появления различных мусульм. сект лежали прежде всего соц.-политич. движения, к-рые облекались в религ. форму, ибо в ср.-век. мусульм. об-ве на политич., правовые, нравств. и др. вопросы смотрели лишь с религ. т. зр. На характер ислам, сект оказали большое влияние географич. и климатич. условия, культура, традиции, прежние верования народов, принявших ислам. В шиизме имеются секты имамитов, исмаилитов, зейдитов с многочисл. ответвлениями. Хотя в суннитском направлении сект не существует, но в нем имеются различные юридич. школы и др. группировки.
МУСУЛЬМАНСТВО - см. Ислам.
МУТАЗИЛИТЫ (араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб, халифате в 8-9 вв. Основоположником мутазилизма считается Ва-силь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.
МУТАКАЛЛИМЫ - приверженцы мусульм. ортодокс, богословия - калама. Среди М. различают 2 осн. направления: ашаритов, последователей богослова аль-Ашари (873/ 874-935 или 941), и мутазилитов. Ашариты признавали критерием истины веру, объявляя разум пассивным и слепым, придерживались догматов об извечности Корана и божеств, предопределении.
МУФТИЙ (араб. - высказывающий мнение) - высш. духовное лицо у мусульман-сунныгов, дающее заключение, именуемое фетвой по вопросам применения шариата. В странах, где ислам является гос. религией, М. назначаются пр-вом. В СССР М. избираются на съездах представителей духовенства и верующих.
МУХАММЕД (ок. 570-632) - араб, религ. и политич. деятель, основатель ислама. У мусульман считается величайшим пророком, посланником бога. „Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха - провозглашается в исламе. Согласно богосл. источникам, М. происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом. Ок. 610 выступил с проповедью новой религии, позднее названной им исламом. В своих выступлениях М. призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха и закреплявшей соц. устои клас. антагонистич. об-ва. Стремясь завоевать доверие народа, он одновременно говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благотворит, помощи неимущим. Курей-шитская верхушка вначале враждебно отнеслась к деятельности М., и ему в 622 пришлось бежать из Мекки в Ятриб (позднее названный Мединатан-наби, т. е. городом пророка). 622 вошел в историю как осн. дата ислама (хиджра) , с него начинается мусульм. календарь. В Медине М. стал во главе мусульм. общины, в к-рой люди объединялись не по кровному родству, а по религ. признаку. Мусульмане считали М. „посланником божьим , и он пользовался неогранич. властью среди верующих. В 630-631 мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значит, часть др. р-нов Аравии, где утвердился ислам. Гробница М. в Медине стала второй (после Каабы) святыней ислама.
МУХАРРАМ, мухаррем (араб. - священный, заповедный) - название первого месяца мусульм. лунного календаря. Начало этого месяца - день нового года, праздничный у мусульман.
МУЧЕНИКИ - в католицизме и православии лица, к-рые якобы были подвергнуты мучениям и погибли от рук гонителей христиан, но не отказались от своей веры. Культ М. возникает в период формирования культа святых (см. Святых культ). М. становятся первыми святыми в христ. пантеоне. Приписываемая им преданность богу, непоколебимость в религ. убеждениях выставлялись духовенством в качестве образца для всех христиан. Однако, как установлено историч. наукой, большинство христ. сказаний о М. носит мифич. характер, а сами М. являются вымышленными персонажами. Факты свидетельствуют о том, что широких и долговременных гонений на христиан, о к-рых пишут церк. авторы, не было. А действительно имевшие место преследования христиан не являлись „страданиями за веру , т. к. обусловливались политич. причинами и были связаны с отд. случаями неповиновения христиан гражд. властям. Число жертв при этом было сравнительно незначительным. Впоследствии к М. стали относить не только „пострадавших за веру , но и лиц, погибших насильств. смертью и причисленных к лику святых. Так, Рус. правосл. церковь относит к М. святых Бориса и Глеба, князей, погибших в междоусобной борьбе, святого Гавриила Белостоцкого - подростка, якобы ставшего жертвой ритуального убийства иудеями, и др. Культ М. и в наст. вр. используется для воспитания верующих в духе преданности христ. вере, религ. фанатизма. Идеи мученичества проповедуются религ. экстремистами, внушающими верующим мысль о том, что „страдания за веру - это путь „избранных к спасению.
МУЭДЗИН, муэззин (араб. - приглашающий, объявляющий) - служитель мечети, призывающий верующих мусульман на молитву (провозглашающий азан).
МЮЛЛЕР Фридрих Макс (1823-1900) - англ. филолог и индолог, исследователь мифов, историк религии. М. принадлежит заслуга перевода и публикации ряда др.-инд. текстов, в части. „Ригведы . Был сторонником натуристич. (солярной) теории происхождения религии; появление мифов связывал с особенностями и эволюцией др. языков. Историч. концепции М. в значит, степени устарели, но в его трудах содержится богатый фак-тич. материал, помогающий понять отд. аспекты гносеологич. корней религии.
МЮНЦЕР Томас (ок. 1490-1525)-один из вождей Крестьянской войны в Германии (1524-1526), идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. М. учил, что царство божье - об-во без частной собственности, без богатых и бедных - надо строить на земле. Мировоззрение М. носило пантеистич. характер: он отождествлял понятия „бог и „мир ; бог - это мир в целом; небесное - это не что иное, как земное, доведенное до идеального совершенства. Ф. Энгельс писал: „Религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму, его политическая программа была близка к коммунизму (т. 7, с. 371). Казнен после поражения организованного им ре-волюц. ополчения.
МЮРИД (араб, „мурид - ищущий, стремящийся) - послушник, ученик и приверженец к.-л. шейха-наставника или ишана. Согласно канонам суфизма, М. целиком подчиняется воле наставника, регулярно исповедуется и кается перед ним.
МЮРИДИЗМ - условный термин для обозначения религ.-мистич. направления в исламе, получившего распространение на Сев. Кавказе в 19 в. Идеология М. была широко использована в Дагестане в борьбе против колониальной политики рус. царизма (20-60-егг.). Вожди этой борьбы имамы Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль ставили своей целью создание имамата - ислам, теократич. гос-ва. М. призывал горцев следовать канонам суфизма, выполнять требования шариата и вести св. войну -джихад (газават) - против „неверных (т. е. немусульман).
МЯСОЕД - отрезок времени, когда по церк. канонам допускается принятие верующими мясной пищи. Осенний М. продолжается с 15 августа по 14 ноября, а зимний - с 25 декабря до масленицы (даты приведены по ст. ст.).
МЯСОПУСТ - неделя перед великим постом (см. Посты), в течение к-рой церк. каноном запрещено есть мясо, но разрешается употреблять в пищу сыр, масло и рыбу (см. Масленица).
Читайте: |
---|