Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




НАБ - НЕФ

Понятия и определения - Атеистический словарь

НАБУ - в вавилон. религии - бог мудрости, покровитель наук и искусств. Входил в число 12 осн. богов Вавилона и отождествлялся с планетой Меркурий. Культ Н. получил распространение в Ассир

НАВИЙ ДЕНЬ  - см. Радуница.

НАГАРДЖУНА (ок. 2 в.) - др.-инд. философ, теолог, поэт, реформатор буддизма, основатель школы шуньявада (мадхьямика). Н. доказывал, что в мире нет ничего, кроме следствий, обусловленных причинами, а все остальное мираж, пустота (шунья). Следовательно, нет ни вещей, ни мыслей, имеется лишь непрерывный поток сансары, или процесса перерождения. От Н. берут начало школы виджнянавада, тантрич. буддизм, дзэн-буддизм, основывающиеся на идее интуитив. знания.

НАГАСЕНА (2 в. до н. э.) - один из ранних интерпретаторов буддизма. Выдвинул тезис о том, что индивид - это сиюминутное состояние сознания, поэтому он появляется на мгновение и тут же исчезает. Подобное отождествление объекта и субъекта оказало влияние на развитие будд, философии, выразившееся в отрицании существования объектов. Мир - всего лишь комбинация дхарм.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - моральное наставление, с к-рым, согласно двум евангелиям - от Матфея (гл. 5-7) и от Луки (гл.6),-Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей, определяющих образ идеального в христ. понимании человека через перечисление нравств. (благих) качеств: блаженны „нищие духом , „плачущие , „кроткие , „алчущие и жаждущие правды , „милостивые , „чистые сердцем , „миротворцы , „изгнанные за правду . Осуждению подлежат „богатые , „пресыщенные . Далее излагаются вне видимой логич. связи поучения, выражающие суть христ. этики: не гневаться, мириться с соперником, не испытывать вожделения к женщине, любить врагов, подставлять др. щеку ударившему тебя, творить милостыню тайно, молиться наедине, не собирать сокровищ, не заботиться о завтрашнем дне, о том, что есть и пить, искать прежде всего царства небесного. Таков путь спасения, разрешения всех человеч. проблем, предлагаемый Н. п. Отношение учения Христа к в.-з. закону выражено в Н. п. в такой повторяющейся форме противопоставления: „Вы слышали, что сказано... (напр., “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ). А я говорю вам: любите врагов ваших . Максимализм требований Н. п. (не судить, не давать клятв, не разводиться, подставлять щеку и т. п.) был смягчен и приближен к реальной жизни уже в посланиях апостола Павла. В церк. практике эти требования обходились, истолковывались как иносказания, а суды, клятвы, присяги, разводы, участие в войнах обычно благословлялись от имени того же Христа.

НАГУАЛИЗМ (от мекс. „нагуал — дух-хранитель) - развитая форма культа личных духов-покровителей, представлявшихся в виде зверя или птицы, у индейцев Центр. Америки.

НАДЕЖДА    РЕЛИГИОЗНАЯ    - в христианстве упование на бога в ожидании спасения и загробного блаженства. Гарантом Н. р. считается Христос, а средствами утвердиться в ней — молитва и следование учению (заповедям) о блаженстве. Н. р. - сост. часть доктрины о вере, надежде и любви. Н. р. - иллюзорное восполнение несбывшихся или несбыточных надежд обещанием их осуществления в царствии небесном, фантастич. компенсация чувства отчаяния (безнадежности), неотъем-лемая сторона соц. проповеди религии.

НАЗАРЕТ город в Галилее (Палестина). Согласно евангелиям, место проживания родителей Иисуса Христа и его самого до 30-летнего возраста. Т. к. Н. не упоминается ни в списке галил. городов в книге Иисуса Навина, ни в соч. Иосифа Флавия, ни в Талмуде, нек-рые исследователи считают, что во времена, к к-рым относят жизнь Иисуса Христа, Н. еще не было. Другие ученые предполагают, что Н. не упоминается в вышеназв. источниках, поскольку в то время он был всего лишь небольшим поселением.

НАЗАРЯНЕ — христ. секта, возникшая в 20-х гг. 19 в. в Венгрии. Н. получили нек-рое распространение на территории Чехословакии, Венгрии и на юге России, в части, в Закавказье. Н. выступали против духовенства и церк. иерархии, культа мощей и святых. Крайние элементы среди Н. отвергали светскую власть, присягу, воинскую повинность, проповедуя непротивление злу насилием. В России Н. были близки к молоканам, с к-рыми слились в нач. 20 в.; Н. на Западе в это же время слились с батистами.

НАЗАРЯНИН - так иногда в евангелиях именуют Иисуса Христа, к-рый якобы происходил из г. Назарета или жил в нем.

НАЗОРЕИ (др.-евр. „назар - отказываться, воздерживаться) - проповедники-аскеты в Др. Иудее. Внешним признаком принадлежности к Н. был отказ от стрижки волос и от употребления вина. В последние столетия до н. э. движение назорейства слилось с ессейством. Возможно, что из этих кругов вышли первые христиане.

НАЛБАНДЯН Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич, 1829-1866) - арм. писатель, философ-материалист, революц. демократ. Считал религию извращенным отражением сил природы в головах людей. Причины возникновения религии видел в невежестве и соц. гнете. Н. критиковал религ. мораль, т. к. считал, что истинно моральных отношений между людьми не может быть в об-ве, основанном на соц. гнете и эксплуатации.

НАМАЗ (перс. - молитва, по-арабски салат) - обязат. ежедневная пятикратная молитва вис-ламе, включающая чтение „Фатихи и отрывков из др. сур Корана, произнесение точно установленных молитв, формул, сопровождаемые поклонами, вставанием на колени, простиранием ниц, сидением на полу с поджатыми ногами и т. д. Н. разрешается совершать в любом чистом месте, став на молитв, коврик, циновку или расстеленную верхнюю одежду. По пятницам шариат рекомендует совершать Н. в мечети.

НАНАК (1469-1539) - основатель сикхизма, родился в Пенджабе (Индия) в семье торговца из касты кшатриев. Н. побывал во мн. религ. центрах Индии и стран Ближн. Востока, после чего объявил себя гуру (наставником) и изложил основы своего учения, представляющего собой попытку синтеза индуизма и ислама. Н. осуждал многобожие, индуист. и мусульм. обрядность, провозглашал веротерпимость, резко обличал кастовую систему, требовал соц. равенства и активной деятельности на благо об-ва. Позднее учение Н. стало знаменем народной антифеод, борьбы.

НАНТСКИЙ ЭДИКТ - указ, изданный франц. королем Генрихом IV Бурбоном в 1598; явился своего рода завершением религ. войн во Франции между католиками и протестантами (гугенотами). Н. э. предоставлял гугенотам свободу вероисповедания и ряд гражд. прав, к-рых они ранее были лишены. Он вызвал сопротивление католич. духовенства и провинц. парламентов, находившихся в руках церкви. Был отменен королем Людовиком XIV в 1685.

НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ - один из историч. типов религий. К их числу относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др. Н.-н. р. генетически связаны с родоплемен. религиями, образы и элементы культа к-рых они переработали и ассимилировали. В отличие от родо-племен. религий Н.-н. р. складывались и эволюционировали в период  становления и развития клас. об-ва. Они отражали процессы   формирования   народностей, а затем и наций. По словам К. Маркса, „истинной религией древних был культ их собственной „национальности , их „государства (т. 1, с. 99). Носителями Н.-н. р. являются  в основном представители данного этноса, хотя и лица др. этнич. принадлежности могут при соблюдении  определенных условий   стать  их  последователями. Н.-н. р. свойственны детальная ритуализация обыденного поведения людей  (вплоть до приема пищи, соблюдения    гигиенич.    правил, омовений и т. д.), специфич. обрядность, строгая система религ. предписаний и запретов, к-рые затрудняют общение с иноверцами. Ряд элементов вероучения и культа Н.-н.   р.   зачастую   способствует срастанию религиозности с этноцентризмом,   служит   фактором изоляции и обособления данного этноса  от других, используется для обоснования идеи нац. исключительности, распространения националистич. настроений, усиливает нац. рознь и т. д.

НАСТАВНИК - служитель культа в беспоповском старообрядчестве. (см. Беспоповщина), избираемый верующими общины. На него возлагаются обязанности совершать таинства крещения и покаяния, a также отправлять духовную службу и требы. У беспоповцев-брачников Н. совершает также брака таинство.

НАТУРИСТИЧЕСКАЯ (астрально-мифологич., мифологич., солярно-метеорологич.) ТЕОРИЯ - концепция, объясняющая происхождение религии из непонимания человеком явлений природы, особенно астральных и метеорологических.    Предшественником    ее можно считать Ш. Дюпюи, к-рый выдвинул осн. идеи, развитые затем сторонниками Н. т. К сер. 19 в., когда наукой был накоплен  большой  фактич.   материал по сравнит, мифологии и филологии др. индоевропейцев, сопоставление материалов по религии и мифологии разных народов позволило сторонникам Н. т. и развивавшей се мифологич. школе обосновать теорию, утверждавшую вслед за Ш. Дюпюи, что др. религ. верования, отождествляемые ими с мифологией, зародились потому, что люди, не понимая причин движения светил по небу, причин ветра, грозы, дождя и пр., обоготворяли эти явления,  олицетворяя их в человеч.   или   зверином   образе. По мнению представителей Н. т., герои сказок, песенного фольклора, народные обряды и обычаи отголоски др. астрально-мифологич. верований. Хотя эта теория была построена на обширном фактич. материале, ее ограниченность определялась тем, что религия рассматривалась всего лишь как созерцат.  и  мыслит. деятельность человека в отрыве от ее соц. корней, и не в развитии от низш. форм к высшим, а как упадок и деградация того, что было в древности. Наиболее яркие представители этого направления - М. Мюллер, А. Кун, В. Шварц, Я. Гримм, рус.   ученые   А.   Н.  Афанасьев, А. А. Потебня, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер. В нач. 20 в. нек-рые этнографы пытались оживить Н. т. („лунарная и „солярная мифология у Э. Зикке, Л. Фробениуса, Ф.  Гребнера), чем воспользовались создатели реакц. теории прамонотеизма.

НАУКА И РЕЛИГИЯ - формы обществ, сознания, к-рые противоположны по своей сущности и соц. роли. Наука, включающая систему знаний о законах природы, об-ва и мышления, а также деятельность, направленную на достижение этих знаний, возникает и развивается в связи с прогрессом обществ, практики и познават. потребности людей. Религия, выражая слабость людей  перед непознанными, неконтролируемыми природными и соц. силами, насаждала иллюзорные   представления   о   могучих сверхъестеств. духовных существах, о полной зависимости от них человека и природы, чем ограничивала   самостоятельность,   активность,  инициативу  человека,  затрудняла   развитие   познават.   и преобразующей деятельности. Зачатки наук (астрономии, математики, механики, логики) появились в странах Др. Востока (Египет, Двуречье, Китай, Индия), они развивались в Др. Греции и Риме. Зарождавшееся науч. знание нередко   приходило   в   столкновение с господств, религ. мировоззрением. В  15-16 вв. под влиянием потребностей зарождавшегося ка-питалистич.   производства   стало развиваться   естествознание   как система наук о природе. Его достижения, начиная с гелиоцентрич. системы Коперника, на протяжении 300 лет подрывали содержащиеся в Библии, Коране и др. св. книгах представления о   мире и человеке. Религ. идеологи, используя власть церкви в об-ве, пытались подчинить естеств.-науч. знания религ. догмам, а науч. теории, противоречащие св. писанию, и их защитников подвергали преследованиям. Вопреки усилиям апологетов религии, во вт. пол. 19 в. естествознание        освободилось из-под опеки религии, показав несостоятельность религ.  взглядов на природу. Создание Марксом и Энгельсом историч. материализма было решающим ударом по религ. пониманию человека, об-ва, истории. Стремит, развитие науки в 20 в. еще полнее выявило анти-науч. сущность религ. мировоззрения. Успехи науки и распространение знаний способствовали освобождению    от   религиозности широких масс трудящихся. Именно поэтому теологи пытаются создать видимость примирения совр. науки с религ. мировоззрением. В этих целях они вынуждены модернизировать религию, а также прибегать к др. приемам: разграничению сфер Н. и р. в познании, использованию нерешенных науч. проблем для обоснования необходимости религ. руководства наукой и т. п. Все эти ухищрения извращают действит. отношения Н. и р. Данные совр. науки опровергают модернизир., подчищенные религ. взгляды на мир и человека.

„НАУКА И РЕЛИГИЯ - ежемес. науч.-попул. атеистич. иллюстр. журнал Всссоюзн. об-ва „Знание . Издается с сентября 1959. Рассчитан на массового читателя, в т. ч. верующего, а также на пропагандистов атеизма. Освещает широкий круг вопросов, касающихся теории науч. атеизма, марксист, религиоведения, практики атеистич. воспитания, критики религ. идеологии, истории религ. верований, свободомыслия и атеизма, роли религии и церкви в истории народов и в совр. мире, разоблачения клерик. антикоммунизма, мировоззренч. осмысления актуальных проблем и достижений науки и т. д. Осн. рубрики: „Духовный мир человека , „Практика: опыт, проблемы , „Университет лектора , „Религия, церковь, верующий , „История и современность , „Горизонты науки и др.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ. НТР знаменует собой качественно новый этап в многовековой борьбе между наукой и религией. НТР — это гигантский прогресс в науч. познании мира, углубление знаний о природе, об-ве и человеке, расширение возможности воздействия человека на окружающую его природную и соц. среду. НТР выступает как фактор формирования науч.-материалистич. мировоззрения, утверждает новую, диалектико-материалистич. в своих филос. основах картину мира, способствует росту авторитета науки, науч. принципов мышления и методов познания, утверждает человека в качестве подлинного и единств, творца истории. Под натиском науч.-технич. прогресса религия вынуждена отказываться от былых притязаний контролировать науч. знание, признавать разрушение традиц. религ. картины мира, констатировать, что совр. мир утратил бога. Чем разрушительнее для религии достижения НТР, тем настойчивее попытки примирить, совместить религию с наукой, дав ей религ.-идеалистич. интерпретацию, выхолостив диалектико-материалистич. мировоззренч. характер ее развития. В теологич. истолковании НТР рассматривается абстрактно, вне конкр. соц.-историч. контекста. „Признавая и позитивно оценивая НТР как продолжение человеком „божеств, творения , теологи лишь придают новые формы фидеизму, продолжая попытки дискредитировать в гносеологич. и соц. плане науку, ограничить разум, чтобы сохранить место для веры. Для обоснования вывода о невозможности с помощью доступных науке и технике методов познания постичь „глубинные причины вещей гипертрофируется относительность науч. знания. Теологи абсолютизируют противоречия и трудности НТР, выводят их из „греховности человеч. природы , из нарушения равновесия в совр. мире, в самом человеке, к-рый подпадает под власть созданий своего ума и воли: „земной прогресс не в состоянии идти в ногу с „духовным прогрессом. Теологич. интерпретация НТР закрывает путь к реальному пониманию сложностей и трудностей НТР, поискам новых путей их решения, предлагая в качестве альтернативы „тлетворным последствиям первород. греха , обнаруживающимся в негативных последствиях НТР (экологич. кризис, появление средств массового уничтожения и т. д.), утопию христ. гуманизма, нравств. совершенствования личности на путях приобщения к богу. Марксизм-ленинизм рассматривает НТР в контексте определяющих ее соц.-экономич. факторов и противостоит как сциентистско-технократич., так и антрополого-иррационалистич. религ. интерпретациям НТР.

НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ - см. Атеизм марксистский.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ    РЕЛИГИИ - см. Народностно-национальные религии.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ХРИСТА - наиболее крупное и влият. межконфессиональное объединение ряда протест, и пра-восл. церквей США. Создан в 1952 на основе преобразования Федерального совета церквей, существовавшего с 1904. Ведущую роль в НСЦХ играют протест, церкви: Объединенная церковь Христа, Объединенная пресвитерианская церковь и Объединенная методистская церковь. НСЦХ придерживается либерально-теологич. ориентации, в нем сильны экуменич. тенденции.

НАЧЕТЧИК - в старообрядчестве — человек, знающий (начитанный) богосл. и церк. книги; руководитель общины. Н. выступали на диспутах против правосл. миссионеров, сочиняли апологетич. произведения, отстаивавшие важнейшие принципы староверия.

НАЯДЫ - нимфы рек и источников в др.-греч. мифологии. Представление о Н. восходит к перво-бытн. культу воды. Н. считались покровительницами людей, животных и растений, способными исцелять, предсказывать судьбу, вызывать поэтич. вдохновение.

НЕДОНСЕЛЬ Морис Густав (р. 1905) - франц. католич. философ, один из представителей персонализма. Для него характерна наиболее абстрактная антиисторич. трактовка центр, понятия персонализма - личности. Важнейшей чертой личности он считает способность открывать в себе чувства „другого , вкладывая в понятие „другой мистич. смысл. Высш. формой этого понятия у него является бог. Только мистич. „причастность человека к богу, по Н., обусловливает связь между людьми. На этой основе он стремится установить „универсальное братство личностей , к-рое носит ярко выраженный утопич. характер.

НЕЕМИЯ - иуд. политич. деятель 5 в. до н. э., назначенный перс, царем Артаксерксом I (465-425 до н. э.)   наместником  Иудеи.  Под его руководством был восстановлен Иерусалим, храм, разрушенный в 586. Соч. Н., проникнутые религ. фанатизмом и шовинизмом, нетерпимостью ко всем др. народам, вошли в состав Библии под названием „Книга Н. .

НЕЖОН Жак Андре (1738-1810) — франц. философ-материалист и атеист, представитель младшего поколения просветителей. В своем гл. произведении „Воин-философ (1768) Н. утверждает, что все религии ложны. Как и др. материалисты 18 в., Н. не дошел до понимания сущности и клас. корней религии, считая возможным уничтожение религии через развитие просвещения и законодат. путем.

НЕЙТ — в др.-егип. религии — богиня войны, позднее выступает матерью богов, особенно солнечных, богиня - созидательница мира. Др. греки сопоставляли Н. с Афиной.

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1878) - рус. поэт, лит. деятель. Антирелиг. и антиклерик. мотивы у Н. неразрывно связаны с главной темой творчества - народом. Показывая его страдания, нищету, изображая мужественные и благородные народи, характеры, особенно женские, Н. разоблачал церковь как идейную защитницу крепостничества, раскрывал несостоятельность религ. морали смирения и всепрощения („Кому на Руси жить хорошо , „Муза ). Н. показал презрение народа к духовенству, с болью писал об опутывавших массы суевериях („Мороз, Красный нос , „Знахарка ), сатирич. изобразил ад („Влас ). Вместе с тем поэзия Н. выразила глубокую веру в могучие творч. силы народа.

НЕКРАСОВЦЫ - старообрядцы-беспоповцы (см. Беспоповщина), потомки донских казаков, во главе с атаманом Игнатом Некрасом (Некрасовым) бежавшие от преследований пр-ва в Турцию. Там поселились частью в Добрудже, частью в Малой Азии. В условиях более чем 250-летнего чуждого им этнич. окружения община Н. превратилась в особую этноконфессиональную группу. Н. не поддались процессу ассимиляции. В 1962 Н. реэмигрировали на родину и поселились в Ставропольском крае. В условиях новых экономич. и соц.-культурных обществ, отношений произошла эволюция духовного облика Н.; исследователи фиксируют демократизацию патриархальной структуры семьи и традиц. семейных отношений, интенсивно идет процесс отхода от религии.

НЕКРОЛАТРИЯ (греч. nekros - мертвый, latreia - обожествление) - обожествление мертвых, распространенное почти во всех религиях, а в нек-рых составляющее гл. содержание. В религ. фантазии покойники приобретают сверхчеловеч., божеств, черты, им приписывается способность покровительствовать или вредить живым. Поддерживаемая страхом смерти, верой в душу и загробный мир, Н. порождает многочисл. погребальные и поминальные обряды. Проявление Н. - культ предков, поклонение мощам, святым, суеверия, связанные с могилами, призраками (привидениями). Н. - один из наиболее устойчивых элементов религ. культа и религии вообще.

НЕКРОЛОГИЯ (греч. nekros - мертвый, logos - слово, учение) - учение о мертвых, сост. часть вероучения, связанная с некролатрией и включающая представления о посмертной судьбе душ (духов, теней) людей в царстве мертвых, об их влиянии на живых, о похоронных обрядах, о телах умерших. В более узком смысле Н. — ведение церковью книг (списков) умерших, в первую очередь высш. священнослужителей, монархов, благотворителей, имена к-рых провозглашаются на богослужениях. Извещения об их смерти, обычно панегирич. содержания, назывались некрологами.

НЕКТАР - в др.-греч. мифологии напиток, употреблявшийся богами наряду с амброзией, к-рая служила им пищей. По Гомеру, Н. был похож на красное вино и при питье смешивался с водой. Н. давал богам бессмертие и вечную юность, а тела смертных предохранял от тления.

НЕМЕСИДА, Немезида - в др.-греч. мифологии - богиня возмездия и кары. Изображалась с атрибутами „равновесия, контроля, наказания и быстроты (весы, уздечка, мечь или плеть, колесница, запряженная грифонами).

НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ (1845-1846) произведение К. Маркса                                                                                                                                                                              и Ф. Энгельса, в к-ром изложен историч. материализм как целостная концепция в форме критики нем. послегегелевской философии. В работе впервые были сформулированы предпосылки историко-материалистич. взглядов и проанализирована диалектика производит, сил и производств, отношений. В „Н. и. впервые появилась формула соотношения обществ, бытия и обществ, сознания. С этих общеметодологич. позиций в „Н. и. даны и оценки религии как одной из форм обществ, сознания. Классики марксизма отбросили богосл. и идеалистич. представление о наличии „собственной , „особой сущности религии, стоящей вне и над об-вом, показали ее земные основания, оценивая религ. отчуждение лишь как один из видов отчуждения человеч. сущности в условиях эксплуатации человека человеком. В ,,Н. и. классики марксизма исследовали природу соц. иллюзий. С момента выделения духовной деятельности как особого рода занятий „сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики, что оно может действительно представлять себе что-нибудь, не представляя себе чего-нибудь действительного, -с этого момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию „чистой теории, теологии, философии, морали и т. д. (т. 3, с. 30). Однако религия, как и др. виды идеологии, имеет лишь относит, самостоятельность, ее развитие в целом зависит от развития всей системы обществ, отношений. Объяснив соц. истоки иллюзорных форм сознания, в т. ч. и религии, Маркс и Энгельс указали в общих чертах пути их преодоления перестройку самой обществ, основы на коммунистич. началах.

НЕМОЕВСКИЙ Анджей (1864 1921) польск. поэт, публицист, представитель мифологии, школы. В трудах „Бог Иисус , „Философия жизни Иисуса утверждает, что подлинных доказательств в пользу реального существования Иисуса нет. Для Н. евангелия художеств, произведения, к-рые отражают угасающую религ.-астральную поэзию и философию. Считал, что одним из источников мифа об Иисусе Христе являются др.-вост. религии. Теория Н. страдает многочисл. произвольными построениями и натяжками.

НЕОАВГУСТИНИЗМ - одно из течений совр. католич. философии, развивающее в ней платоновско-августинистскую традицию. Н. базируется на принципах интуитивизма. Для него характерны отрицание рассудоч. и абсолютизация эмоц. средств воздействия, апелляция к эмоц. и нравств. опыту человека. Не отвергая традиц. для католицизма средств приобщения к религии, решающее значение Н. придает формированию психологич. установки, благоприятствующей принятию рационал. аргументов. Вера, по Н., - это не познание, а непосредственно переживаемая связь человека с богом, внутр. чувство, возникающее из потребности божественного. Н. представлен рядом религ.-филос. школ: философия действия (М. Блон-дель и др.), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка и др.), христ. экзистенциализм (Г. Марсель и др.), активизм (И. Гессен и др.), персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель и др.).

НЕОБУДДИЗМ - религ.-реформат. движение, направленное на приспособление буддизма к современности. Различные тенденции, между к-рыми ведется острая борьба, отражают своеобразие соц. условий в странах распространения этой религии. Неоднозначность Н. связана также с тем, что буддизм не имеет четкой, строгой, централиз. орг-ции и однозначно сформулированной филос. концепции. В целях соц. интерпретации буддизма используются нек-рые положения его философии о причинных связях, элементы диалектики, теории познания, психоанализа и т. п. Вводятся представления об историч. движении и развитии, не акцентируется учение о карме. Делаются попытки сблизить коммунизм и буддизм, ссылаясь на нек-рые принципы жизни будд, монаш. общины. В совр. Н. прослеживается тенденция к принижению разума и возвышению веры.

НЕОИНДУИЗМ - религ.-реформат. движение, направленное на устранение ряда отживших соц. норм, установлений индуизма прежде всего в обл. отношений между кастами, и особенно отношения к неприкасаемым. Ведет проповедь политич. и трудовой активности, необходимости внедрения новшеств, ориентированности на повседневные нужды. В интерпретации осн. целей жизни гл. внимание обращено на идеалы дхармы (исполнение семейных, религ. и общинных предписаний, причем от индивида требуется прежде всего выполнение соц., а не религ. предписаний) . Меньшее значение стало придаваться идеалу мокша - освобождения. Последователи Н. выступают за рационализацию ряда религ. представлений, за секуляризм, к-рый в условиях Индии означает прежде всего равенство всех конфессий.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО - крупнейшее после классич. конфуцианства филос. течение в истории кит. мысли, возникшее при династии Сун (960-1279) и получившее дальнейшее развитие при династии Мин (1368-1644). Его становление и расцвет связаны с именами ряда  мыслителей,  среди  к-рых: Чжоу Дунь-и (1017-1073), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн - Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107) - и Чжу Си (1130-1200). Важнейшая из школ Н. - школа Чэн - Чжу, т. с. братьев Чэн и Чжу Си. В изложении Чжу Си концепции Н. обрели форму дуалистич. учения о 2 началах: идеальном, первичном „ли , и материальном, вторичном „ци . „Ли нуждается в прикреплении к определенному „ци , „ци же нуждается в „ли как законе своего существования; поэтому они неразделимы. Все действительное и возможное содержится в лишенном физич. формы Великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. „Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной. Среди неоконфуцианцев эпохи минской династии самым знаменитым был Ван Шоужэнь (Ван Янмин, 1472-1529). Он развивал монистич. учение, в к-ром идеальное - „ли (дух) - является первопричиной мира, тогда как материальное .— „ци — лишь производное от „ли .

НЕООРТОДОКСИЯ - термин, к-рый использовали теологи школы К. Барта и Э. Бруннера, чтобы подчеркнуть свою приверженность принципам Реформации, преемственность между взглядами Лютера и Кальвина идиалектич. теологией, призванной преодолеть либеральную протест, теологию. Н. исходит из неразрешимости трагических противоречий человеч. бытия. Она тяготеет к соц. пессимизму, выражая его в противопоставлении человека и бога, творения и творца, разума и веры.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА - в библ. мифологии — горящий, но не сгорающий терновый куст, с к-рым связано „знаменательное откровение : из этого куста раздался голос бога, повелевшего Моисею отправиться в Египет и вывести израильтян из плена в землю обетованную. Бог впервые открылся Моисею под именем Яхве и снабдил его чудотворной силой.

НЕОПЛАТОНИЗМ - последнее и самое влият. идсалистич. направление антич.  философии 3-6 вв., возникшее на основе переработки учения Платона в духе эллинист.-римск. эклектизма и религ.-филос. синкретизма. Основателем Н. был александрийский платоник Аммоний Саккас. Неоплатоники стремились оживить умирающее язычество путем интерпретации политеистич.  мифологии  в терминах греч.   философии.   Теология   Н. включает учение о божеств. Первоедином, из к-рого путем эманации (истечения) происходят все остальные разряды сущего - „мировой ум и „мировая душа , порождающие природу. Нижним пределом эманации Н. полагает материю, отождествляя ее с небытием. Процесс эманации дополняется процессом возвращения всего сущего к единому первоначалу - верховному богу, завершающимся в человеке. Христианство при выработке своей догматики заимствовало у Н. ряд кардинальных идей. Н. оказал влияние на философию отцов церкви и на всю ср.-век. философию.

НЕОСИНТОИЗМ - течение в синтоизме, возникшее гл. обр. в послевоенной Японии и охватывающее целый ряд орг-ций, входящих в т. н. „новые религии (синко-сюкё). Это наиболее многочисл. и наименее однородная группа “новых религий . Часть из них близка к храмовому синто или находится под влиянием конфуцианства. Их деятельность в наст. вр. не особенно активна. Др. часть неосинтоист, религий представляет собой результат взаимного влияния синто и др. религий (буддизма, христианства). Среди них имеются как старые орг-ции (Куродзумикё, Тэнрикё, Конкокс), так и орг-ции, появившиеся после войны (Тэнсё котай дзингу кё).

НЕОСХОЛАСТИКА - собирательное понятие, объединяющее различные течения религ. философии (гл. обр. католической, отчасти протестантской), стремящейся к реставрации ср.-век. схоластики. Возникновение   Н.   относится  к 16 в. Неосхоласты предпринимали попытки приспособить учение Фомы Аквинского к новым веяниям в науке и философии и тем самым защитить схоластику от критики передовых мыслителей Возрождения и Нового времени. На рубеже 18 и 19 вв. в Италии и Германии начинается т. н. католич. реставрация, направленная на восстановление влияния схоластич. философии. Со вт. пол. 19 в. распространение Н. принимает все более широкие масштабы и новые формы: оно идет в основном в русле неотомизма.

НЕОТОМИЗМ объективно-идеалистич. направление в совр. бурж. философии, господств, течение в философии католицизма. Широкое распространение получил в странах католич. вероисповедания (Испания, Италия, Франция, нек-рые страны Лат. Америки). Главную свою цель неотомисты (Маритен, Жильсон, ван Стеенберген, Лотц и др.) усматривают в филос. обосновании христ. вероучения. Сохранив верность осн. идеям томизма (филос. теодицея, томистский рационализм и др.), сторонники Н. приспосабливают его к совр. условиям. С этой целью они дают теологич. интерпретацию совр. естеств.-науч. теориям, пытаются соединить томизм с отд. положениями новейших идеалистич. школ (феноменологии, филос. антропологии, фрейдизма и др.). Эта ориентация Н., особенно усилившаяся после II Ватикан, собора, отразилась и на его соц.-политич. программе: углубила ее компромиссный характер, усилила тенденцию к обоснованию соц. роли католицизма как „третьей силы в борьбе между социализмом и капитализмом. Однако все это не отменяет объективной направленности соц. доктрины католицизма, заключающейся в оправдании и консервации бурж. обществ, порядков.

НЕОФИТ (греч. neophytos) - первоначально - новообращенный в христианстве: только что крещенный последователь учения Христа, только что рукоположенный в сан священник, только что принявший постриг монах. Позднее термин получил более широкое толкование — новообращенный в любой религии вообще.

НЕОХРИСТИАНСТВО - см. Новое христианство.

НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ - утвержденный 1 Ватикан, собором в 1870 католич. догмат, согласно к-рому папа, когда он выступает по вопросам веры и морали „с амвона (ex cathedra), т. е. как пастырь всех христиан, обладает непогрешимостью. Этим догматом собор стремился упрочить пошатнувшиеся в связи с революц. движением в Европе позиции папства. Н. п. служила и служит мишенью для критики как со стороны противников католицизма, свободомыслящих и атеистов, так и со стороны нек-рых деятелей и теологов самой католич. церкви. Тем не менее 2 Ватикан. собор (1962-1965) подтвердил этот догмат.

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ - еванг. миф о чудесном, сверхъестеств. рождении Христа Марией, к-рая, зачав его непорочно от св. духа, осталась девой (пречистой, приснодевой). Тем самым богочеловек Христос оказывается свободным от первород. греха. Миф о Н. з. имеет аналоги в дохрист. религиях (так, за несколько веков до н. э. в буддизме уже существовал миф о Н. з. Гаутамы девою Майей). Офиц. церк. догматом Н. з. становится с III (Эфесского) вселен, собора в 431. Усиленное развитие культа мадонны в католицизме приводит в 1854 к провозглашению Пием IX нового догмата - Н. з. Марии ее матерью Анной. Евангелисты пытаются найти пророчество о Н. з. в Ветхом завете (сообщение Исайи о „приятии во чреве девою Еммануила), связывая его с легендой о благовещении, а нек-рые отцы церкви - даже у римск. поэта-„язычника Вергилия. Мистич. и абсурдный характер догмата о Н. з. неоднократно делал его объектом критики со стороны иноверцев, скептиков и свободомыслящих.

HEПОPOЧHOE ЗАЧАТИЕ ДЕВЫ МАРИИ - см. Непорочное зачатие.

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ - принцип поведения и учение, основанные на истолковании насилия (в т. ч. и революц. насильств. борьбы) как безусловного зла. Это учение составляет соц.-нравств. ядро различных мелкобурж. идеологий, являясь отражением угнетения человека порождающими политич. и экономим, бесправие обществ, силами, отражением неорганизованности людей, их отчаяния и смирения. Идея Н. з. н. свойственна мн. религиям и религ.-филос. системам (джайнизму, буддизму, христианству, исламу и др.). Поскольку для последователей непротивленчества любое применение силы - антидуховная акция, разъединяющая людей, они в принципе отрицают возможность достижения справедливой цели с помощью насилия, даже если оно направлено против страшных форм изуверства. Всякая революц. теория и действие ими отвергаются. Будучи злом, насилие может породить якобы только зло. Заповедь Н. з. н. неизбежно ведет к пассивности, квиетизму, к принятию любых форм жизни. Поэтому деятельность таких гуманистов, как Л. Толстой, В. Гаррисон, М. Ганди и др., активно протестовавших против соц. гнета и жестокости, осуществлявших на практике „гражд. неповиновение , „ненасильств. сопротивление властям, во многом выходит за рамки их этим, установок, ориентированных на непротивление. Марксизм-ленинизм отвергает учение о Н. з. н. не только потому, что оно антиисторично, ложно понимает насилие, добро и зло, но прежде всего потому, что это учение антигуманно, ибо обрекает человека на страдания, препятствует борьбе масс за свое освобождение.

НЕПТУН - один из гл. богов Др. Рима. Первоначально - бог текучей воды (источников и рек), предохранявший поля от засухи. После отождествления с греч. богом Посейдоном (ок. 300 до н. э.) стал почитаться как бог морей. В христианстве образы св. Фоки и св. Николая Мирликийского впитали в себя мн. черты Н.

НЕРЕИДЫ - в др.-греч. мифологии — многочисл. дочери бога моря Нерея, якобы помогавшие морякам во время кораблекрушений. Наиболее известны из них Амфитрита, Фетида, Галатея.

НЕРЕЙ - в греч. мифологии - морск. божество, обладавшее даром прорицания, олицетворение спокойной морской глубины.

НЕРОН Клавдий Цезарь (37-68) - римск. император с 54. Согласно источникам, жестокий, самовлюбленный и развратный тиран. Проводил политику массовых репрессий, чем восстановил против себя различные слои римск. об-ва. С именем Н. связано первое массовое гонение на христиан, обвиненных в поджоге Рима в 64.

НЕРОНОВ Иван (1591-1670) - церк. деятель, один из предводителей раскола, наставник и друг протопопа Аввакума. За выступления против патриарха Никона в 1653 был сослан в Спасо-Каменный Вологодский, а позднее - в Кандалакшский монастырь, откуда бежал в Москву. В ссылке продолжал обличать Никона. На церк. соборе 1666 раскаялся. В 1669 получил назначение архимандритом Данилова монастыря в Переславле-Залесском.

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович (1863-1920) - рус. релит, философ и богослов. Гл. внимание уделял проблемам религ. антропологии. По его мнению, осн. цель философии - изучение существования „свободно-разумного человека , к-рый, будучи „простой вещью физического мира , в то же время принадлежит миру идеальному, являя собой образ божий. Бытие и познание бога даны человеку непосредственно духовн. опытом. Это „антропологическое доказательство бытия бога выступает у Н. догматич. предпосылкой учения о действительности, о связи зла, греха и вины со свободой человека, о нравственном как „богоподобном и т. д. Осн. работа: „Наука о человеке (1-2 тт., 1895-1896).

НЕСТОРИАНСТВО - течение в христианстве, возникшее в Византии в нач. 5 в. Основатель - кон-стантиноп. патриарх Несторий, признававший Христа человеком, к-рый преодолел человеч. слабость и стал мессией. На этом основании считал деву Марию не богородицей, а человекородицей. В отличие от ортодокс, учения, Несторий показал, что в Христе человеч. и божеств, начала пребывают лишь в относит, соединении, никогда полностью не сливаясь. Н. было осуждено как ересь на Эфесском вселен, соборе (431). Подвергавшиеся гонению несториане стали расселяться к востоку от Визант. империи. Совр. зап. богословы пытаются доказать, что Н. не выходит за рамки ортодокс. учения. Сейчас несториане имеются в Иране, Ираке, Сирии и Индии.

НЕСТОРИЙ (ум. ок. 450) - константиноп. патриарх в 428-431, до этого был священником в Антиохии (Сирия), основатель несторианства. Эфесским вселен. собором 431 был низложен, осужден как еретик и сослан в Египет.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО - религ-политич. течение в России кон. 15 в.-нач. 16 в., приверженцы к-рого выступили с требованием отказа церкви от „стяжания (т. е. от приобретения земельных и имуществ. ценностей) как противоречащего еванг. идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Идейное обоснование этого требования содержалось в трудах Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, старца Артемия и др. Так, в „Монастырском уставе Нил Сорский утверждал, что приобретение собственности несовместимо с монаш. обетом, обязывающим к отречению от всего мирского, строгому, аскетич. образу жизни, личному труду как источнику существования. Его ученик Вассиан Косой выступил за конфискацию монастыр. земель и образование земельного фонда для надела мелких и средних феодалов. Н. отвечало интересам крупного боярства и удельных князей, стремившихся сохранить свои владения, а потребность великокняжеской власти в земле для дворянства удовлетворить за счет секуляризации церк. земель. Против Н. выступили осифляне во главе с Иосифом Волоцким, убедившие Ивана III отказаться от поддержки нестяжателей как противников политики усиления великокняжеской власти. Собор 1503 осудил Н. и высказался за сохранение церк. земельной собственности. Однако борьба нестяжателей с осифлянами не прекратилась. Лишь на церк. соборе 1531 Н. потерпело окончат, поражение. Н. оказало значит, влияние на формирование антифсод. еретич. движений 16 в.

НЕТЕРПИМОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - вражда и ненависть к инаковерующим, а также действия, вытекающие из них. Н. р. распространяется не только на иноверцев, но и на толки, деноминации, порой отличающиеся от господств, религии незначит, догма-тич. или культовыми деталями. Н. р. проистекает из репрессивной функции эксплуатат. гос-ва и связанной с ним господств, церкви. В силу историч. причин Н. р. нередко переплетается с нац. враждой. Высш. степень Н. р. — физич. истребление иноверцев, еретиков: крестовые походы средних веков, религ. войны Реформации, Варфоломеевская ночь, инквизиция, погромы, резня под религ. флагом. Н. р., кроме того, — насилие в вопросах совести: деление религий на господствующие (государственные), терпимые и гонимые, принудительное навязывание господств, религии, ограничение иноверцев в гражд. правах, проповедь неприязни к ним и т. д. Провозглашенная буржуазией веротерпимость оказалась иллюзорной: до сих пор во мн. капиталистич. странах существует привилегир. гос. религия, сохраняется питаемая клас. противоречиями религ. вражда. Во всем бурж. мире терпимость не распространяется на свободомыслящих и атеистов, но сю пользуются вне-вероисповедные формы мистики астрология, знахарство, спиритизм, теософия и т. д. В социалистич. об-ве нет почвы для Н. р., а ее проявления носят пережиточный характер, как и религия в целом. Конституция СССР (ст. 52) гласит: „Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается .

НЕТОВЩИНА - см. Спасовский толк.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ - собират. понятие, используемое в совр. религиоведч. лит-ре для обозначения новых религ. движений и культов, возникших в капиталистич. странах (прежде всего в США) в 60-х и 70-х гг. Н. к. представляют собой одно из проявлений совр. общего кризиса религии. Традиц. церкви и деноминации в значит, степени дискредитировали себя политически как прислужники империализма и колониализма; их вероучение и культ архаичны и подвергаются острой критике. Н. к. в этих условиях стали средоточием религ. поисков части молодежи Запада, разочарованной в традиц. религ. ценностях, но не желающей или неспособной целиком порвать с религией. Различают Н. к., возникшие в русле азиатской религ. традиции (гл. обр. индуизма и буддизма), и Н. к., продолжающие традиции христианства. К 1-му виду Н. к. относятся движения и группы, возникшие в 60-х гг. в США („Харе Кришна , „Миссия божественного света и т. п.), распространившиеся впоследствии и в ряде др. стран. Наиболее известным движением в русле христ. традиции является „Движение Иисуса , объединившее вокруг себя первоначально амер. студенч. молодежь, пытавшуюся противопоставить антигуманизму и жестокости капиталистич. строя идею христ. любви. Вероучение большинства Н. к. носит синкретич. характер. В нем эклектически переплетены элементы мн. религий и филос. систем. Имеются группы и секты, к-рые берут на вооружение теософию, спиритизм, черную магию или веру в сатану, ведьм, чертей и т. п. Н. к. содержали первоначально элементы соц. протеста, но он носил пассивный характер, проявлялся в уходе от жизни, проповеди самосозерцания и духовного обновления личности. Бурж. об-во довольно быстро ассимилировало Н. к., выветрив из них остатки молодежного бунта и придав многим из них характер внешней моды.

НЕФТИДА - в др.-егип. религии - богиня, дочь богини неба Нут и бога земли Геба, сестра Осириса и Исиды, жена Сета. Вместе с Исидой Н. оплакивает Осириса, убитого Сетом, и произносит ряд заклинаний с целью воскресить его. Н. почиталась как охранительница мертвых.

НЕЧЕСТИВЫЙ,     нечестивец грешный, порочный - так служители культа называют тех, кто не проявляет должного почтения к религии, приверженцев др. религий, атеистов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Узурпаторы

News image

В борьбе за место главного идеолога в современном российском обществе едва ли не гл...

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Словарь Атеиста:

ЕВА - ЕШИ

ЕВА (др.-евр. Хава - источник жизни) - согласно Библии - пер­вая женщина на земле, жена Ада­ма, праматерь человечества. Оболь­щенная змеем, Е. съела сама и уго­ворила Адама съесть плод с запрет­ного де...

Авторизация



Движение атеизма:

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...