Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ОПР - ОТШ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ - учение о том, что спасение достигается только верой в Христа, помимо каких бы то ни было заслуг или дел человека. Сформулированное Лютером, это учение стало одним из центр, догматич. устоев не толь­ко лютеранства, но и протестан­тизма в целом. Полемически за­остряя новозаветную доктрину спасения („Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, не­зависимо от дел закона . Рим. 3 : 28), Лютер провозгласил, что человек может спастись только верой, непосредственно даруемой ему богом. Это учение было нап­равлено против католицизма, про­тив притязания католич. церкви на то, что только она наделена правом распределять в мире „бо­жеств, благодать посредством совершаемых ее служителями таинств. В учении об О. в. выра­жено понимание религ. веры как личностной связи между челове­ком и богом. В совр. протест, тео­логии учение об О. в. является предметом обсуждений и полеми­ки. Одни теологи (Р. Бультман, П. Альтауз) подчеркивают, что че­ловеку в силу его греховности и слабости не дано собственными силами обеспечить ни своего зем­ного благополучия, ни тем более посмертного спасения. Другие (создатели и сторонники т. н. теологии труда), усматривая в этой интерпретации учения об О. в. не­созвучное современности пессимистич. мнение о человеке, подчер­кивают необходимость нового ос­мысления этого учения с пози­ций признания человека подобием и образом божьим и оценки дел человека  как творца культуры.

ОПРЕСНОКИ, маца (др.-евр. маццах - печенье) - лепешки из пресного теста. Иудаизм предпи­сывает употребление О. вместо хлеба в дни религ. праздника пас­хи. Обычай выпекать во время земледельч. религ. праздника (маццот) О., к-рые олицетворяли тело духов пашни, восходит к тотемиз­му и магии. В условиях перехода др. евреев к оседлости после за­воевания ими Палестины (13 в. до н. э.) этот обычай постепенно за­менил более др. религ.-скотоводч. обряд принесения в жертву духам пустыни первого ягненка. Позд­нее, с укреплением культа Яхве, жрецы связали др. обычай выпе­кать О. с „исходом евреев из Египта под. руководством Мои­сея, к-рый следовал якобы указа­ниям бога.

ОПТИМИЗМ АТЕИЗМА - харак­терная черта теории и практики науч. атеизма, противостоящая соц. пессимизму религ. идеологии и морали, церк. обрядности. Религ. вероучение проникнуто идеей гре­ховности и испорченности челове­ка, его ничтожества и бессилия изменить свою судьбу без помощи божества. Это и определяет необ­ходимость установить „особые от­ношения с божеством, вымолить себе прощение грехов и спасение в загробном царстве. Атеизм про­низан идеей соц. оптимизма, верой в силу человеч. братства. В центре его - жизнеутверждающий идеал самоценности человеч. личности, человека-труженика, человека-творца. Идеал всесторонне раз­витой личности должен найти во­площение не в узком кругу избранных, а в каждом человеке. Это важнейшее свидетельство глу­боко оптимистич. и гуманистич. сущности коммунистич. форма­ции.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ, Введенская-Макариева — мужской монас­тырь в 2 км от г. Козельска. Осно­ван в 14 в. бывшим предводите­лем шайки разбойников Оптою (Макарием). Со вт. пол. 19 в. на­чинается возрождение О. п., к-рая превращается в центр старчества. Старцы получают возможность пе­чататься в светских журналах, а также сами издают свои писания. О. п. посещают ортодоксально мыслящие представители интелли­генции, писатели, художники и т. д., к-рые стремятся поддержать мистический дух в православии, видя в последнем силу, способную защитить и сохранить устои са­модержавного строя. О. п. ста­новится одним из своеобразных центров пропаганды идей тер­пения, смирения, покорности. Пос­ле Октябрьской революции мо­настырь прекратил существова­ние.

„ОПУС ДЕИ (лат. - дело божье) - полуконспиративная политико-религ. орг-ция, ставящая перед собой цель более активной защи­ты политич. и экономим, интере­сов монополистич. капитала в свя­зи с неспособностью либераль­ной бурж. демократии противо­стоять коммунизму, вытекающей, по мнению лидеров „О. д. , из недооценки ею роли церкви в фор­мировании идеологич. и соц. жиз­ни бурж. об-ва. „О. д. была основана в 1928. Осн. документом, определяющим ее политич. про­грамму, является сборник изрече­ний ее основателя Эскрива де Балагера. Принимают в „О. д. толь­ко избранных людей, имеющих реальную политич. и экономич, власть, „готовых к новому крес­товому походу против комму­низма . Членство в орг-ции со­храняется в глубокой тайне. В наст. вр. в ней насчитывается свыше 70 тыс. членов. „О. д. имеет свои отделения в 87 стра­нах. Штаб-квартира орг-ции на­ходится в Риме и координирует свою деятельность с ведом­ствами Ватикана. „О. д. , в от­личие от мн. др. религ. орг-ций, учит своих последователей, что религиозность не требует отре­чения от мира и что каждый из них должен выполнять свои профес. обязанности, следуя еванг. духу и указаниям своего руко­водства.

ОПУС ОПЕРАТУМ - начало лат. фразы opus operatum, id est passi­ve operatum, составляющей сущ­ность догмата католич. церкви, установленного Тридентским все­лен. собором, по к-рому спаситель­ное действие таинств распростра­няется даже на недостойных или пассивно принимающих их. Вера человека в таинство и желание принять его не обязательны. Священнику достаточно произнести сакральную формулу и произвести ритуальные действия, чтобы чело­век получил „спасающую благо­дать .

ОПЫТ РЕЛИГИОЗНЫЙ - термин теологии и религ.-мистич. фило­софии, к-рым обозначается якобы имеющее место в действитель­ности непосредственное общение, переживание „встречи и „соеди­нение человека с богом. По мне­нию теологов, О. р., выражающий­ся в „эмоциональном озарении , разного рода „видениях , носит духовный характер, в нем участ­вуют все свойства личности, ее мысль, чувства, воля. Но глав­ным, с помощью чего индивид в опыте „познает высш. сущест­во и удостоверяется в его сущест­вовании, является т. н. мистич. интуиция. Для одних богословов и философов-мистиков вера в бо­га является предпосылкой воз­можности О. р., для других подоб­ный опыт — веское основание для доказательства существования бо­га. На самом деле никакой объек­тивной доказательной силой О. р. не обладает. То, что именуется О. р., есть особого рода пережи­вания, к-рые возникают у верую­щего под воздействием конкр. соц. условий и получают рацио­нальное объяснение путем изуче­ния сущности данных условий. Смысл и механизм этих пережи­ваний исследуется материалисти­ческой социологией и психоло­гией.

ОРАКУЛ (лат. oraculum, от ого - говорю, прошу) - в Др. Греции и Др. Риме - предсказание божест­ва; место, где совершается пред­сказание, и сам прорицатель. Наи­большей известностью пользова­лись Дельфийский О., О. Геракла в Ахайе, а также О. в Додоне. Ни одно важное дело не соверша­лось без совета О., к-рый истолко­вывался жрецами.

ОРАНТА (лат. orans - молящий­ся) - один из иконографич. обра­зов богоматери, сложившийся в ср. века. Богородица изображалась в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. О. получила рас­пространение в иконографии и в живописи Византии и Др. Руси в 9  13 вв.

ОРАТОРИАНЕ (от лат. oratorium молельня) - члены католич. кон­грегации священников, основан­ной Филиппом Пери в Риме в 1575. О. отличались миссионер, рвением, служением феод.-церк. реакции, занимались религ. воспитанием и благотворительностью. О. неодно­кратно вызывали недовольство светских властей. В наст. вр. число О. невелико (зо Франции чуть больше 100).

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ - межгос. орг-ция, в к-рую входит 42 страны. Создана на Конференции глав гос-в мусульм. стран, состоявшей­ся в Рабате (Марокко) в 1969. Высш. органом является Конфе­ренция глав гос-в, ежегодно созы­вается конференция министров иностр. дел. Руководство текущи­ми делами осуществляет секрета­риат во главе с ген. секретарем. Штаб-квартира в г. Джидде (Сауд. Аравия). О. и. к. имеет целью „укреплять солидарность и сотруд­ничество гос-в-членов в экономим., соц., культурной, науч. и др. важ­нейших областях и налаживать кон­сультации между гос-вами-членами в рамках международ, орг-ций; стремиться к ликвидации расовой сегрегации и дискриминации и ис­коренению колониализма во всех его формах; принимать все необ­ходимые меры по поддержанию международ, мира и безопасности на основе справедливости; коор­динировать все усилия по защите св. мест и поддерживать борьбу народа Палестины за свои права и освобождение своей страны . Значит, место в ее деятельности занимает пропаганда ислама. О. и. к. созданы вспомогат. органы: Ислам, банк развития, Ислам, фонд солидарности, Международ, ислам, информац. агентство и др. Провозглашая идеалы „единства и братства всех мусульман , чле­ны О. и. к. не имеют единой по­зиции по мн. важным политич. проблемам современности. В этом проявляется разнородность их соц.-экономич. и политич. сис­тем.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗ­НАЯ - объединение верующих, общин. О. р. складываются в клас совом обществе и вступают во вза­имодействие с др. соц. орг-циями, прежде всего с гос-вом (см. Го­сударство, религия, церковь). По мерс образования др. соц. и по­литич. орг-ций партий, проф­союзов, женских, молодежных, творческих и пр. - О. р. устанав­ливают с ними те или иные связи. Служители культа, рядовые верую­щие могут быть членами этих орг-ций или сами создавать подобные объединения, к-рыс, хотя и не являются религиозными в собст­венном смысле слова, служат для религ. орг-ций орудием разнопла­нового влияния в об-ве (см. Хрис­тианские партии, Христианский синдикализм).

ОРДИНАРИЙ - в католич. церк­ви: 1) требник; 2) судья в духов­ных делах. Т. к. церк. власть внутри епархий принадлежит епис­копу, то он и является О.

ОРИГЕН (185-254) - др.-христ. теолог и философ Александрий­ской школы. Наиболее известные его сочинения - „Против Цельса и „О началах - посвящены воп­росам апологетики христианства и филос. обоснованию библ. мифо­логии. Распространил метод аллегорич. и символич. толкования св. писания на книги Нового за­вета. Учение О. явилось первой попыткой выразить христ. миро­воззрение в систематизир. форме. На II Константинопольском собо­ре оно было осуждено как ересь.

ОРМУЗД - см. Ахурамазда.

ОРТОДОКСИЯ (греч. - правиль­ное мнение) - твердая последова­тельность, приверженность к тра­дициям, основам к.-л. учения, мировоззрения, полностью исклю­чающая даже незначит, отклоне­ния. О. в религии - правоверие, неуклонное   следование   традиц. учению церкви. Понятие О. возник­ло в христианстве во 2 в. С появ­лением первых ересей этот термин используется как противопостав­ление иноверию.

ОРФЕЙ - мифич. фракийский пе­вец, сын музы Каллиопы. Обладал божеств, даром очаровывать окру­жающих своим прекрасным пени­ем, был участником похода арго­навтов. Миф об О. широко исполь­зовался в мир. лит-ре, изобразит, искусстве и музыке.

ОРФИЗМ - религ. течение, возник­шее в 8-7 вв. до н. э. в Аттике, на­звано в честь легендарного Орфея. О. использовал культы Деметры и Диониса, тесно связанные с земле-дельч. магией, что дает основание считать его идеологией крестьян­ства. Руководители О. - пророки и исцелители - выступали с про­поведью идей искупления, отстаи­вали аскетизм. Орфики (последо­ватели О.) учили о душе как доб­ром начале и о теле как „темнице души, о загробном воздаянии. О. приписывается учение о метем­психозе. Идеи О. были восприняты пифагореизмом, отчасти Плато­ном, а позднее - христианством. К 5 в. до н. э. О. выродился в мистич. культы.

ОСАННА (евр. - Помоги нам!) - молитва, восклицание в иуд. и христ. богослужении.

ОСВЯЩЕНИЕ - ритуальная про­цедура, к-рой приписывается способность посредством особых дей­ствий, языковых формул и пр. на­делить материальные предметы „магич. свойствами, благодаря чему они включаются в систему религ. культа. Напр., О. воды, хлеба, вина, зданий и т. д. За пре­делами данной религ. системы оно утрачивается.

ОСИРИС, Озирис - др.-егип. бог, супруг Исиды, отец Гора. Перво­начально О. - бог ежегодно уми­рающей и возрождающейся при­роды. Согласно мифу, О. был убит злым богом Сетом и воскрешен Исидой. Воскресший О. стал бо­гом загробного мира и судил умерших. Культ О. оказал существ, влияние на формирование мифа о Христе.

ОСИФЛЯНЕ, иосифляне церк.-политич. течение в Рус. гос-ве кон. 15 - середины 16 вв., по­следователи Иосифа Волоцкого. О. в противовес нестяжателям защищали церк.-монастыр. земле­владение; сумели склонить на свою сторону великокняжескую власть, к-рая стремилась секуля­ризировать церк. земли и вначале поддерживала нестяжатслей, но пошла на уступки О., чтобы иметь в церкви союзника в борьбе за со­здание централизов. гос-ва. О. соз­дали учение о божеств, происхож­дении царской власти, жестоко преследовали антифеод, ерстич. движения, добились на соборах сер. 16 в. осуждения Матвея Башкина и Феодосия Косого, активно содействовали учреждению оприч­нины.

„ОССЕРВАТОРЕРОМАНО (итал. - „L'Osscrvatorc Romano „Римский обозреватель ) - ежедн. газета — офиц. орган Ватикана. Издается с 1861. Освещает религ. жизнь в Италии и др. странах, публикует выступления пап, общеполитич. статьи. Значит, место в „О. Р. отводится под рекламы фин. учреждений и промышл. пред­приятий, в деятельности к-рых за­интересован Ватикан. По воскре­сеньям выходят приложения к „О. Р. . Еженедельно выпускаются спе­циальные издания ,,О. Р. на испан­ском, французском, английском, немецком, португальском и поль­ском языках.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - понятие, обозначающее ценностную ориен­тацию, вменяющую человеку обя­занности как члену об-ва, требую­щую от об-ва и от индивида ретро­спектив, и перспектив, оценки их исполнения. О. выступает в качест­ве важного принципа регуляции поведения человека, а также нравств. основания для вменения вины и наказания. Религ. понима­ние О. включено в теоцентриче-скую систему морали, мистифици­рует неподвластный соц. контролю стихийный процесс обществ, развития. Высш. инстанцией, по от­ношению к к-рой человек должен сознавать свою О., в религ. морали являются сверхъестеств. силы (судьба, божество). Религия из­вращает содержание нравств. норм и долга, деформирует меру О. человека. Незначит, в соц. отно­шении, а нередко и мнимые прос­тупки способны порождать у ве­рующего гипертрофированный комплекс вины, а важные по об­ществ, значимости решения могут приниматься им по шаблону. Мис­тификация и абсолютизация О. в религ. учениях, по существу, снимают личную О. за конкр. соц. зло, закрывают от человека дейст-вит. соц. источники зла. Реальной инстанцией, перед к-рой верующий человек несет в клас.-антагонистич. об-ве О., оказываются институты этого об-ва, в т. ч. и выражающая интересы господств, класса религ. орг-ция, присваивающая себе пра­во вменения вины или освобож­дения от О. В наиболее развитой форме эта система религ. регули­рования поведения была представ­лена в мир. религиях в эпоху средневек. духовной диктатуры церкви. Социалистич. сознание ста­вит О. в связь прежде всего с дол­гом и рассматривает ее детер­минированной не иллюзорными сверхъестеств. силами, но истори­чески складывающимися соц. от­ношениями. Диалектич.-материа­лист, учение о соц. природе О., долга и вины противостоит как религ. провиденциализму, так и во­люнтаризму и нравств. нигилизму.

ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУ­ДАРСТВА - проводимое гос-вом на основе невмешательства во вну-трицерк. дела (богослужебные, канонические) отстранение церк­ви от участия в гос. управлении (изъятие из ее ведения актов гражд. состояния, упразднение ин­ститута военных капелланов и др.), запрещение преподавания религ. вероучений в школе и отказ гос-ва от принуждения граждан к исповеданию той или иной ре­лигии. Правовая санкция отделе­ния церкви от гос-ва в консти­туции, придающая этому принципу правовую силу, и последоват. его проведение на практике слу­жат одним из важных условий, обеспечивающих свободу совести. Правовое положение церкви в гос-вах различно (см. Гос-во, рели­гия, церковь). Для бурж. гос-в характерна тесная связь с рели­гией, церковью, освящающей власть господств, меньшинства, и, следовательно, ограниченность, односторонность бурж. конститу­ций, i Демократич. принцип О. ц. от г. осуществляется только в со­циалистич. об-ве. В нашей стране он был законодательно закреплен декретом „Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви , стал одним из конституц. прин­ципов, нашедших отражение в сов. конституциях 1918, 1924 и 1936 гг. Этот принцип получил подтверж­дение и в Конституции СССР 1977 (ст. 52), в к-рой сказано: „Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право ис­поведовать любую религию или не исповедовать никакой, отправ­лять религиозные культы или ве­сти атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верова­ниями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви . Консти­туц. санкция О. ц. от г., после­доват. и полное проведение этого демократического принципа на практике служат одним из ярких свидетельств демократизма и гума­низма социалистического об-ва.

ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРК­ВИ - одна из гарантий свободы совести. В бурж. об-ве интересы гос-ва и церкви в сфере образо­вания совпадают, поэтому О. ш. от ц. не доведено до конца ни в одной капиталистич. стране. Ос­вобождение образования от религ. пут невыгодно для буржуазии, т. к. подрывает влияние религии на подрастающее поколение. Бурж. право предусматривает создание церковью собственных общеобра-зоват. школ, в к-рых безраздель­но господствует религ. идеология. В ряде стран оно подчиняет церк­ви светские уч. заведения. Сов. гос-во гарантировало действительное О. ш. от ц. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 провозгласил: „Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных веро­учений во всех государственных и общественных... учебных заве­дениях, где преподаются общеоб­разовательные предметы, не допус­кается . Ст. 4 „Основ законода­тельства Союза ССР и союзных республик о народном образо­вании предусматривает „светский характер образования, исключаю­щий влияние религии .

ОТКРОВЕНИЕ согласно религ. представлениям - осуществляю­щаяся сверхъестеств. способом передача людям „истин , якобы исходящих от бога и выражающих его волю. О. признается большин­ством религий важнейшим ис­точником знания, дающим руко­водящие принципы отношений лю­дей к богу и друг к другу. В раз­личных религиях имеются самые разнообразные представления о пу­тях О.: непосредственном явле­нии и высказывании богом своей воли, передаче божеств, „истин с помощью разного рода знамений, принятии свидетельств бога людь­ми, отмеченными особым его до­верием (праведниками, святыми, угодниками, священнослужителя­ми) , к-рые в состоянии религ. экстаза, мистич. „озарения будто бы способны понять волю бога, и т. д. В православии и като­лицизме осн. видами О. считают „св. писание и „св. предание . К О. относят и наиболее важные с т. зр. религии положения (дог­маты) , они объявляются недоступ­ными человеческому разуму и про­тивопоставляются науке. В религ.-идеалистич. философии О. - сверх­чувственное непосредственное по­стижение истины, доступное толь­ко избранным в момент мистич. просветления.

ОТКРОВЕНИЕ CB. ИОННА БО­ГОСЛОВА, Апокалипсис (греч. apokalypsis — откровение) — одна из книг Нового завета, приписы­ваемая христ. традицией Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия и 3 посланий, вошедших в ново­заветный   канон,   и  датируемая согласно ей 95 г. О. содержит пророчества о „конце света , о борьбе между Христом и анти­христом, „страшном суде , тыся­челетнем „царстве божьем . О. - звено в серии произведений эсхатологич. лит-ры и первая по вре­мени возникновения книга Ново­го завета. Ф. Энгельс показал, основываясь на исследованиях Ф. Бенари, что О. было написано во вт. пол. 68 или нач. 69. Уста­новлению этого факта способство­вало выяснение букв, значения „числа зверя - 666, к-рым зашифрован дракон-антихрист - император Нерон. Не исключено, что отд. части текста О. более позднего происхождения, чем осн. текст, и что, в часта., к 90-м гг. относятся те его фрагменты, в к-рых вместо агнца фигурирует Иисус Христос. О. представляет собой самый нач. этап истории христианства, когда еще не сло­жились осн. догматы этой рели­гии.

ОТЛУЧЕНИЕ    ОТ    ЦЕРКВИ исключение из состава членов дан­ной церкви; практикуется во мн. религиях, в т. ч. христианстве, иудаизме. Использовалось для по­давления сопротивления оппози­ционных элементов. В целях эф­фективного воздействия на созна­ние верующих О. от ц. сопровож­дается мрачно-торжеств. церемонией, провозглашением проклятий по адресу отлучаемого. Послед­ствием О. от ц. для него, как учит церковь, являются адские муки.

ОТМИРАНИЕ РЕЛИГИИ - завер­шающий этап историч. эволюции религии, закономерный исход ее кризисного развития в об-ве, строящем коммунизм, когда полностью исчезают те соц. усло­вия, порождением и отражением к-рых она является. Религия - исторически преходящая форма обществ, сознания. Если в преды­дущие историч. эпохи кризис рели­гии разрешался путем изменения ее историч. форм, то уже на 1-й фазе коммунистич. формации ре­лигия становится пережитком, а ее кризис - непреодолимым.

Утверждение коммунистич. об­ществ, отношений, успехи науч.-технич. и культурного прогресса, обеспечивающие подлинную сво­боду личности, гармонич. развитие ее физич. и духовных сил, исклю­чают соц. и индивид, потребность такого превратного отражения действительности, каким является религия. Симптомами О. р. в об-ве развитого социализма являются подрыв и необратимое сужение соц. функций религии, сокраще­ние ее воспроизводства в новых поколениях, снижение уровня ре­лигиозности и степени религ. ак­тивности верующих, секуляриза­ция массового религ. сознания и разложение религ. идеологии. Вместе с тем в процессе О. р. важное значение имеет целена-правл. науч.-атеистич. воспитат. работа.

ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ - вид идеологич. обществ, отноше­ний, к-рые являются в конечн. счете продуктом производствен, отношений, складываются в соот­ветствии с религ. сознанием, реа­лизуются посредством религ. дея­тельности. Субъекты О. р. - рядовые верующие, служители культа, религ. орг-ций, их руко­водящие (исполнит.) органы и учреждения. О. р. подразделяются на внутри-, меж - и внецерковные. Внутрицерк. отношения склады­ваются в процессе культовой и иной религ. деятельности: между верующими; между верующими, священнослужителями и руково­дящими органами (исполнит, ор­ганами религ. объединений, религ. центрами); между священнослу­жителями различных рангов и др. К межцерковным относятся О. р. между орг-циями различных веро­исповеданий, руководящими (ис­полнит.) органами, объединени­ями, учреждениями и членами. Внецерк. отношения возникают в случаях, когда поведение людей в различных областях обществ, жизни определяется религ. норма­ми. Процесс сокращения сферы внецерк. отношений, являющийся одним из элементов секуляриза­ции, наиболее усиливается в социалистич. об-ве.

ОТПЕВАНИЕ - церк. обряд, со­вершаемый над умершим по прось­бе верующих.

„ОТРЕЧЕННЫЕ   КНИГИ  -  см. Апокрифы.

ОТТО Рудольф (1869-1937) - нем. философ и теолог, один из основоположников феноменоло­гии религии. О. признавал реаль­ное существование объекта религ. поклонения („святое ) и характе­ризовал его как тайну, недоступ­ную человеч. разуму. Религия, по О., есть встреча человека со „святым , к-рая вызывает 2 чувст­ва у верующего: св. трепет, ужас, вызванный соприкосновением с „божеств, тайной , и чувство восхищения, благоговения, пре­клонения. Все религии лишь моди­фикации общей сущности религ. веры. Осн. произведение - „Свя­тое (1917).

ОТЦЫ ЦЕРКВИ - см. Патрис­тика.

ОТЧУЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - одна из форм отчуждения человеч. сущности. Отчуждение - превра­щение человеч. деятельности как практической, так и теоретиче­ской, ее результатов, отношений и способностей человека в силы, господств, над людьми. Оно обус­ловливается наличием частной собственности, эксплуатации, сти­хийно складывающимся разделе­нием труда, односторонностью, „частичностью развития человеч. личности в исторически преходя­щих обществ, системах. Религия представляет собой „священный образ человеческого самоотчуж­дения (К. Маркс). Существен­ным признаком религ. сознания является вера в объективное су­ществование существ, свойств и связей, к-рые являются лишь про­дуктом фантазии. Происходит удвоение мира, „земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 2). Происходит отчуждение продуктов сознания человека и противопоставление  их  ему  са - мому. „...В религии, - писал К. Маркс, - над человеком гос­подствует продукт его собствен­ной головы... (т. 23, с. 635). Являясь формой отчуждения, ре­лигия в то же время выступает в качестве иллюзорного или иллю­зорно окрашенного восполнения ограниченности и бессилия че­ловека. Реальное угнетение и зависимость „преодолеваются „свободой в духе ; соц. неравен­ство „превращается в „равенст­во в 1рсховности, в страдании; разобщенностьи изоляция заме­няются „братством во Христе в общине; фактич. бессилие „ком­пенсируется всесилием бога; без­личные, вещные отношения без­различных друг другу индивидов возмещаются личностным „бого-общением и общением в религ. группе; вообще — вместо мира зла пророчествуется наступление грядущего „царства божия („цар­ства небесного ). Человек утра­чивает в религии свою сущность, отчуждает от себя свою человеч­ность.

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО - распрост­раненный в ряде религий аскетич. образ жизни, связанный с само­изоляцией, отречением от мира, об-ва и семьи, уединением в пус­тынных местах. Идея О. характер­на для др.-вост. религий: брахма­низма, буддизма, иудаизма (секта ессеев). В христианстве О. полу­чило распространение в 3-4 вв. первоначально в связи с преследо­ваниями христиан императ. вла­стью, а позже как добровольное подвижничество во имя веры. От­шельники, или анахореты, уединя­лись от людей и жили в пещерах, подвергая себя различным истя­заниям, отказывались от пищи и одежды и т. д. Этим подчеркивалось презрение к плоти, мирской жизни. Офиц. церковь всячески поощряла и рекламировала О., преподносила его как идеал обра­за жизни христианина, как средст­во религ.-правств. самоусовершен­ствования и спасения от ipexa. Особенно широкий размах О. при­обрело в 4 в. Многочисл. поселе­ния отшельников имелись в Егип­те, Ливии, Палестине, Каппа до-кии, Армении и др. В дальнейшем церковь вводит новую форму О. - монашество, организованное на основе монастыр. уставов и под­дающееся более четкому контро­лю со стороны церкви.

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ, лю­страции (от лат. lustrum —очистит., или умилостивит., жертва) ре­лиг. обряды „очищения от пред­полагаемой „нечистоты , „сквер­ны . В основе О. о., возникших уже в др. эпоху, лежали, вероятно, наблюдения над реальными, свой­ствами воды (смывать грязь), огня и дыма (дезинфицировать окуриванием и обжиганием). С ус­ложнением обществ, отношений и развитием религ. представлений понятие о „нечистоте чрезвычай­но расширилось. Люди стали счи­тать „оскверняющими соприкос­новения с телом умершего, с больным, со звериной или человеч. кровью, с рожающей женщиной, с чужеплеменником и т. п. Для снятия воображаемого „оскверне­ния устанавливались многочисл. и сложные О. о., принимавшие разнообразные формы. Напр., у индейцев Сев. Америки преоб­ладающей формой О. о. были па­ровые бани, у народов Центр. Америки - кровопускание, в Юж. Америке - рвотное питье. В раз­ных формах О. о. известны во всех религиях.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Церковь и революция

News image

Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее св...

Словарь Атеиста:

ЮБИ - ЮРО

ЮБИЛЕЙНЫЕ  (СВЯТЫЕ) ГОДЫ - первоначально - официаль­но установленные папой Бонифа­цием VIIIв 1300 столетние юби­леи церкви. Однако уже в 1343 интервал между Ю. г. был сокра­щен до 50 лет, а в 13...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...