Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ПАВ - ПАШ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПАВЕЛ - один из апостолов хри­стианства. Согласно христ. леген­де, он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье, имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано 2 имени - свр. Савл и римск. Павел (в новоза­ветных текстах упоминаются оба). Первоначально он был ярым гони­телем христиан, но после того как однажды ему явился Христос, он стал столь же ревностным хри­стианином, „апостолом язычни­ков . Легенда о П. изложена в „Деяниях апостолов , но о его смерти там сведений нет. Церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан, после пожара Рима в 64. В Новом завете содержится 14 посланий, авторство к-рых приписывается П. Однако ученые, большинство из к-рых признают историчность П., считают, что только нек-рые из посланий могли быть написаны им самим. К таковым обычно отно­сят оба послания к коринфянам, послания к римлянам, к галатам, возможно, к филиппийцам, 1-е по­слание к фессалоникийцам и к Фи­лимону. П. выступал за разрыв с иудаизмом, за распространение христианства среди всех народов, за примирение с существующим обществ, строем. Гл. идеей, про­ходящей через все его наставле­ния, является духовное спасение.

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - еретик 3 в., антитринитарий, епископ в Антиохии. П. С. учил, что слово и дух святой находятся в боге так же, как разум и дух в человеке, отрицал божеств, сущность Хри­ста. Антиохийский собор 269 ли­шил его епископства, а учение при­знал ересью. Последователем П. С. был Лукиан, (220-311), учение к-рого послужило идейн. источ­ником арианства и несторианства.

ПАВЛИКИАНСТВО (греч. Paulikianoi - предположительно от имени апостола Павла) - еретич. движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Соц. база П. - крестьяне, ремесленники, город­ская беднота. П. выступало против феод, эксплуатации, материально­го и политич. неравенства. Идейн. источники П. — манихейство, маздакизм. Вероучение П. дуалистично: мир разделен на враждебные царства - духовное, или царство бога (добра), и материальное, или царство сатаны (зла). П. отвергало христ. церковь как защитницу по­рядков, созданных сатаной, культ богородицы, пророков, святых, икон. Его приверженцы отказыва­лись от крещения, причащения, постов. П. оказало влияние на раз­витие ереси гондракийцев в Арме­нии, хуррамитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Визан­тии.

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - сов. физиолог, лауреат Нобелевской премии, основопо­ложник эксперимент, изучения высш. нервной деятельности жи­вотных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фундаментом для науч.-материа-листич. подхода к исследованию высш. функций мозга животных и человека. Оно нанесло удар по религ. мировоззрению, показало несостоятельность утверждений богословов о целесообразности в поведении человека как прояв­лении сверхъестеств. нематериаль­ных сил (души).

ПАГОДА (от тамильск. pagavadi. через португ. pagode) — общепри­нятое в европ. языках название буддийск. ступы в Китае, Индо­китае, Непале, Японии. П. - мно-гоэтаж. сооружение, хранилище буддийск. святынь, строится во дворах монастырей рядом с хра­мами.

„ПАКС РОМАНА (лат. - „Рим­ский мир ) - под этим названи­ем объединены 2 орг-ции. про-водящие влияние католич. церк­ви в среде интеллигенции: Между­народ, движение католич. интелли­генции и Международ, движение католиков-студентов. Обеими орг-циями руководит комитет „П. Р. .

ПАЛОМНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - путешествия ве­рующих к „св. местам в надежде получить „сверхъестеств. помощь . У христиан П. началось с путеше­ствия в Палестину, откуда палом­ники привозили пальмовую ветвь; отсюда термин „П. . Кроме Палес­тины католики посещают Рим, Лорето, Компостелло (Италия), Лурд (Франция), Фатиму (Порту­галия), православные - гору Афон (Греция), Бари (Италия); му­сульмане совершают П. (хаджж) в Мекку, Медину (Сауд. Аравия), Кербелу (Ирак), буддисты и синтоисты - в Нару (Япония), ламаисты - в Лхасу (Китай). П. используется церк. орг.-циями как средство укрепления влияния религии и значит, источник дохо­дов.

ПАН - в др.-греч. мифологии - бог стад, пастбищ, пастухов. Сын Гермеса. Изображался волосатым мужчиной с козлиными ушами, рогами, хвостом и копытами. В римск. мифологии ему соответ­ствует Фавн.

ПАНАГИЯ (греч. panagia - пре­святая, церк. эпитет богороди­цы) - в православии: 1) неболь­шая круглая икона богоматери, к-рая как знак архиерейск. досто­инства носится епископами на гру­ди; 2) просфора в честь богома­тери.

ПАНЕНТЕИЗМ (от греч. pan - все, en - в и theós - бог; все в боге) - религ.-филос. учение, со­гласно к-рому мир пребывает в боге, а бог проявляет себя в ми­ре. П. стремится объединить теизм и пантеизм и является своеобраз­ным обоснованием мистич. диалек­тики, проявившейся у Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугены, Николая Кузанского и др. П. обнару­живается в учении мн. представи­телей рус. религ. философии, в частности в работах Л. П. Карсавина и С. Л. Франка. Термин вве­ден нем. философом-идеалистом К. Краузе (1828).

ПАНИКАДИЛО (от греч. poly - много и kandela - свеча) - в пра-восл. храме - свисающая с по­толка люстра из множества свечей или лампад. В наст. вр. они часто заменяются электрич. лампоч­ками.

ПАНИСЛАМИЗМ (от греч. pan - все и ислам) — религ.-полит. тече­ние в исламе, возникшее в кон. 19 в. Его основоположник Джемальад-Дин аль-Афгани (1839— 1897) выдвинул идею о „единст­ве мусульман всего мира и необ­ходимости их сплочения в едином мусульм. гос-ве под руководст­вом халифа. С самого зарождения П. носил противоречивый харак­тер. В П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, „освободительное движение про­тив европейского и американско­го империализма с укреплением позиций ханов — помещиков, мулл и т. п. (т. 41, с. 166). После победы Октябрьской революции П. был использован реакцией и агентами империализма в борьбе против народной власти, с целью отторжения республик Сов. Восто­ка от СССР.

ПАНИХИДА (от греч. pannychida - всенощная) - 1) христ. церк. служба, совершаемая над те­лом покойного, а также в годов­щину его смерти. Совершаются также вселен, панихиды: в па­мять всех умерших достойной христ. смертью и в память всех умерших скоропостижно, без церк. напутствия. Спец. заупокой­ная всенощная в правосл. церкви называется парастасом. 2) гражд. П. — траурное собрание возле гроба (урны с прахом), посвященное памяти умершего.

ПАНТЕИЗМ (pan - все, theós - бог) - филос. учение, сближаю­щее или полностью сливающее в единое целое бога с природой. В различных филос. системах П. выражает как натуралистич. и ма­териал истич., так и идеал истич. тенденции. П. в виде идей гилозоизма имел место в др. филосо­фии. Средневек. натуралистич. П. противостоит религ. представле­ниям о боге как предвечной сверх­природной личности, идее свобод­ного творения мира из ничего. Мистич. П. учит о безличном боге, непосредственно постигаемом че­рез раскрытие божественного в каждом индивиде без помощи цер­кви. Мистич. П. (И. Эккарт, Т. Мюнцер, анабаптисты) служил обоснованию программ плебейско-демократич. движений. В пе­риод Возрождения усиливаются материалистич. тенденции в П., достигая расцвета в 16-17 вв. (Т. Кампанелла, Дж. Бруно, Б. Спиноза). У Бруно природа выступает как „бог в вещах , к-рый немыслим вне природы, не является ее творцом, а лишь внутр. деятельной силой; у Спи­нозы бог и природа сливаются в единую субстанцию, к-рая есть причина самой себя. Материа­листич. П. противостоит деизму, дуализму и креационизму теизма. Религ. П. (Н. Мальбранш, персона­лизм кон. 19 - нач. 20 в.) рассмат­ривает все сущее содержащимся в боге и творимым им. В 20 в. идеи материалистич. П. присущи ряду бурж. ученых (Э. Геккель, М. Планк, А. Эйнштейн), стояв­ших на позициях естеств.-науч. ма­териализма.

ПАНТЕОН (греч. pantheion – досл. „все боги ) - 1) первоначально „Храм всех богов в античных ре­лигиях, из к-рых наибольшую из­вестность получил П. в Риме, построенный во 2 в. при императо­ре Адриане с целью создания еди­ной религ. идеологии; 2) в рели­гиоведении термин „П. стал использоваться для обозначения совокупности всех богов к.-л. религии; 3) усыпальница выдаю­щихся людей.

ПАНЧЕН-ЭРТНИ,       панчен-лама (санскр.-тибетск. панчен - вели­кий мудрец; эрдени - драгоцен­ность) - титул „живого бога , земного воплощения (хубилгана) будды Амитабхи. П.-э. - второе по своему значению после далай-ламы лицо иерархии ламства в Тибете. Титул установлен в 16 в. П.-э. рассматривается как вые. авторитет в религ. вопросах, по­скольку является аватарой не бодхисатвы, а будды.

ПАПА РИМСКИЙ (лат. papa, от греч. pappas - отец) - глава католич. церкви и гос-ва-города Ватикан. Избирается кардиналь­ской коллегией, как правило из числа кардиналов, большинством в 2/3 +1 голос при тайном голо­совании. В Ватикан. реестре фигу­рируют 264 папы.

ПАПЕРТЬ — площадка перед при­твором христ. храма. На ней в первые века христианства стоя­ли кающиеся. В центре ее был бассейн, в к-ром верующие омы­вали лицо и руки. На П. стоя­ли также в ожидании подаяния нищие.

ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. об­ласть, церк. гос-во — светские владения папы римского. Сущест­вовала с 756, когда франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану II Римск. область, Равеннский экзархат и Пентаполис, до 1870, когда итал. войска вошли в Рим и провозгласили его столицей Италии. Папская светская власть простиралась на провинции Италии - Романью, Марке, Умбрино, Палермо. Гра­ницы П. о. неоднократно меня­лись. В 19 в. П. о. представляла собой средневек. анклав в Италии, где было запрещено строить железные дороги, фактически не было школ и больниц, жители подвергались жестоким преследо­ваниям со стороны инквизиции и папских жандармов. Ликвида­ция П. о. положила конец свет­ской власти римск. понтификов.

ПАПСТВО — руководство католич. церкви, один из старейших религ. центров, существующий около 1500 лет. П. начало складываться в период упадка Римск. империи на основе римск. епископата. С пе­реносом столицы империи в Кон­стантинополь (330) и падением последнего римск. императора (476)   светская  власть в Риме перешла в руки епископа, что дало ему основание претендовать на главенствующую роль в церкви, тогда же он присвоил себе титул папа римск. В 756 франкск. ко­роль Пинии Короткий даровал папе земли (Папскую область), что положило начало его свет­ской власти, для обоснования крой были затем сфабрикованы „Константинов дар и Лжсисидоповы декреталии (9 в.). В ср. века П. становится „интернациональ­ным центром феодальной систе­мы (Ф. Энгельс). П. было не в состоянии преодолеть противоре­чия, вследствие чего церковь разъ­едается расколами (главные: раз­деление церквей на Западную и Восточную в 1054 и протест. Ре­формация в 16 в.) и онпозиц. еретич. движениями, с к-рыми они пытается расправиться посредст­вом инквизиции, а также путем половинчатых реформ (Клюний-ская реформа 10-11 вв.), созы­вом соборов, организацией крес­товых походов; деятельностью монаш. орденов, светского апостолата и 1. п. Гл. сила П. заключалась в поддержке, к-рую ему оказыва­ли господств, эксплуатат. классы. С нарождением буржуазии П. при­ходит в упадок. В 18 в. его авто­ритету в Европе наносят урон просветители, Франц. бурж. рево­люция, Наполеон, не только ли­шивший папу всякой власти, но державший его в качестве плен­ника в Париже. Ослабли позиции П. и в Америке, где с образова­нием независимых гос-в церковь утратила значит, часть своего прежнего влияния на верующих. После крушения наполеоновской империи свою власть в Риме пала Пий IX пытается укрепить, делая ставку на ультраправую реакцию. Но ничто уже не в состоянии было спасти П. В 1870 итал. войска ос­вободили Рим, наступил конец светской власти пап. Преемник Пия IX - Лев XIII стремится при­мириться с буржуазией, капита­лизмом на основе единой плат­формы борьбы с революц. рабо­чим движением. После первой мир. войны П. устанавливает союз с фашизмом, заключает Латеранские договоры (1929), породившие гос-во-город Батикам, сотруд­ничает С нацистами, организует аптисов. крестовые походы. После второй мир. войны Пий XII под­держивает агрессивный атлантич. курс амер. империализма, высту­пает глашатаем „холодной войны , отлучает от церкви коммунистов и их союзников. Иоанн XXIII ме­няет лот пагубный для церкви курс на примирение и диалог с совр. миром. Этот курс был под­держан И Ватикан. собором (1962 1965) и продолжен Пав­лом VI (1963 1978) и в извест­ной степени Иоанном Павлом П. Все ЭТО позволило П. как бы об­рести второе дыхание. Сегодня число католиков исчисляется в 700 млн. чел., однако ни эта масса людей, ни армия духовенства в 2 млн. священников и мо­нахов не являются уже послуш­ными орудиями папской полити­ки. Значительное число католи­ков относится индифферентно к религии, многие из них голо­суют за коммунистов и поддер­живают их. Что же касается духо­венства, то оно разделено на про­тивоборств, течения, среди к-рых (в особенности в Лат. Америке) все большую силу набирают со­циально сознат. служители церк­ви, выступающие за мир, разряд­ку, соц. преобразования.

ПАРАМИТЫ (санскр. высш. совершенство, путь перехода на др. сторону) - обеты, принимаемые в махаяне верующими: „дана - щедрость; „вирья - решимость идти по пути добродетели; „дхьяна - йогич. сосредоточение со­знания; „праджна - высш. муд­рость, интуитивн. познание мира дхарм.

ПАРАНДЖА (от араб, фараджийя - дословно - „верхняя сво­бодная одежда ) - халатообраз-ная накидка с ложными, связанны­ми на спине рукавами, прикры­вающая фигуру женщины с головы до пят. П. дополнялась чачваном. П. и чачван носили таджички и уз­бечки, для женщин др. стран мусульм. мира был характерен покрой одежды типа чадры. Но­шение П., чадры, чачвана предпи­сывалось нормамишариата.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ    (гр.рага - возле, вне) - направление ведущихся в бурж. странах иссле­дований, ставящее своей целью установить факт существования, специфику проявления и природу чувствительности, не объяснимой деятельностью известных органов чувств, а также выявить формы воздействия живого существа на окружающие явления без посред­ства мышечных усилий. Эти ис­следования нередко используют­ся шарлатанами в интересах на­живы, а нек-рыми религ. идеоло­гами - для доказательства самостоят., не связанного с материей существования духовных явлений, наличия форм познания, не опи­рающихся на показания органов чувств. В наст. вр. наука не рас­полагает надежными данными от­носительно существования пара-психологич. явлений и каналов их передачи.

ПАРАСКЕВА (греч. - пятница) - по христ. представлениям - ве­ликомученица, якобы пострада­ла в годы гонения на христиан при римск. императоре Диокле­тиане (304-305). Согласно христ. агиографии, она была обезглавле­на за отказ отречься от христиан­ства. Культ П. получил широкое распространение в быту правосл. верующих (особенно на рус. Севе­ре), он синкретизировался с до-христ. поверьями о пятнице как о св. дне. Изображения П. широко представлены не только в иконо­графии, но и в народной культо­вой скульптуре (напр., пермская деревянная скульптура).

ПАРАЦЕЛЬС (наст, имя - Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541) - врач и естествоиспытатель, считал опытное знание основой науч. по­знания. Решительно отвергал ссыл­ки на авторитеты, критиковал католич. церковь и нек-рые положе­ния Библии. Выступления П. нано­сили чувствит. удар по средневек. схоластике, догматич. методам мышления. Это вызвало нападки на него со стороны духовенства, преследования его церковью. П., однако, был не всегда последователен, его позиции были проти­воречивыми. Подвергая критике мистицизм, он в то же время увлекался алхимией.

ПАРКИ - в др.-римск. мифологии богини судьбы. Соответствуют греч.мойрам.

ПАРМЕНИД (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) - др.-греч. философ; вы­двинул ряд астрономич. и физич. гипотез, в к-рых отразились его стихийно-материалистич. взгляды на природу. Мир, по П., — непо­движный и сплошь заполненный шар. П. выражал недоверие к по­казаниям органов чувств и высо­ко оценивал умозрительное зна­ние, что позволяет говорить о на­личии элементов рационализма в его учении.

ПАРСИЗМ - см. Зороастризм.

ПАРСОНС Толкотт (1902-1979) - амер. бурж. социолог, один из создателей структурно-функциональной школы в социо­логии. П. сводил соц. структуру к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, к-рыс устанавливают нормы поведения индивидов. Религия рассматри­валась П. как центр, аспект куль­туры, обеспечивающий интеграцию об-ва. В работах по социологии ре­лигии П. рассматривал прогрес­сирующую секуляризацию об-ва как результат его структурной дифференциации, к-рая приводит ко все большему обособлению религ. институтов. Теоретич. уста­новки П. оказали влияние на амер. социологов Л. Шнайдера, Т. О'Диа, М. Ингера и др.

ПАРТИЦИПАЦИЯ (от франц. participation - причастность, со­пряженность, соучастие) - в христ. философии - понятие, раскры­вающее характер взаимоотноше­ния бога и человека. В религ. онтологии понятием П. выража­ется одна из осн. идей христ. пла­тонизма о том, что чувственные вещи не существуют сами по се­бе, а являются обнаружением бо­жеств, сущности. В религ. антро­пологии П. выражает форму глубоко личных, интимных отноше­ний бога и человека. В теории познания П. выступает основой для нспосрсдств. постижения истин от­кровения.

ПАСКАЛЬ Влез (1623-1662) - франц. религ. философ, писатель, ученый. П. - один из основопо­ложников науки Нового времени, стоявший у истоков теории вероятностей, дифференциального исчи­сления, создатель гидростатики и т. д. Развивая логич. метод по­знания, П. пришел, однако, к вы­воду об ограниченности разума, невозможности постичь мир толь­ко рациональными методами. Он считал, что реальность может быть постигнута через „сердце и ин­стинкт, утверждая, т. о., превос­ходство веры над разумом. Круг филос. интересов П. - религ.-этич. проблемы, в части, двойственность природы человека (доброго и зло­го в нем), разрешение к-рых он видел в христианстве. П. сблизил­ся с янсенизмом, вел отшельни­ческий образ жизни в аббатстве Пор-Рояль, выступал против иезу­итов, но критика П. этого монаш. ордена подрывала устои католи­цизма в целом. П. заложил ирра­циональные тенденции в филосо­фии, предвосхитил религ. экзи­стенциализм. Осн. филос. труд -„Мысли .

ПАСТВА - термин, традиционно применяемый в христ. церкви по отношению к рядовым верую­щим, мирянам, к-рые сравнивают­ся с овцами, пасомыми пастыря­ми (пастухами). В роли послед­них выступают священнослужите­ли, к-рые якобы заботятся о П., указывая ей путь к спасению и ведя ее по этому пути.

ПАСТОР (лат. pastor, букв. - пастырь, пастух) - служитель церкви в протест. течениях, отри­цающих институт священства.

ПАСТЫРСКОЕ  БОГОСЛОВИЕ - один из разделов богословия в пра­вославии и католицизме, в к-ром сформулированы осн. требования, предъявляемые   к   священникам как духовным наставникам в церк­ви и за ее пределами. П. б. требует от священнослужителей знания „св. писания , „св. предания , умения формировать религ. миро­понимание у верующих, совершен­ствовать способы и приемы про­ведения богослужений и чтения проповедей. П. б. формулирует осн. правила назначения священ­ников на должность, посвящения в сан (хиротония), регламентации их деятельности.

„ПАСТЫРЬ - произведение раннехрист. лит-ры, написанное во 2, а возможно, ив 1 в.; относится к жанру откровений; получило свое название по описываемым в нем видениям, где действует че­ловек в одежде пастыря. Автор „П. называет себя Герма. Книга состоит из „Видений , „Притч и „Наставлений . Она полна со­чувствия к беднякам, но призы­вает только к благотворительнос­ти. Герма формулирует осн. христ. добродетели, такие, как вера, воз­держание, терпение, правдивость и т.д.; выступает за единство церкви. „П. выражает идеи демократич. течения в христианстве. Он включен в древнейший список Нового завета, т. н. Синайский ко­декс, но затем церковь не призна­ла „П. св. книгой.

ПАСХА (от др.-евр. песах - про­хождение) — гл. христ. праздник, установленный в честь „чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествует­ся в евангелиях. Однако, как ус­тановлено, своими корнями П. уходит в более далекое прошлое. Первоначально это был праздник др.-иуд. скотоводч., а затем земледельч. племен. Некогда его со­держание составляло умилостив­ление духов с целью заручиться их помощью и поддержкой в пе­риод весеннего отела скота, а за­тем - начала жатвы. Отсюда со­хранившийся в иудаизме обычай приготовления на П. мацы - прес­ных лепешек и выпекание на христ. П. куличей, окраска яиц и пр. С развитием у евреев культа бога Яхве праздник стал связы­ваться в иудаизме с мифич. исходом из Египта, с ожиданием мес­сии, с идеями национализма. Осно­вываясь на еванг. сказаниях о том, что Иисус был казнен и воскрес в дни празднования иудеями П., христиане отмечали вначале свою П. одновременно с иудейской. Лишь в 325 I вселен. (Никейский) собор христ. церкви установил, что П. должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего рав­ноденствия и полнолуния, непре­менно отдельно от П. иудейской, П. является, т. о., „кочующим праздником. Для вычисления дня празднования П. составляются осо­бые таблицы-пасхалии. Христ. церковь отмечает П. очень торже­ственно, используя ее для пропа­ганды идей клас. мира, всепроще­ния, всеобщего христ. братства, к-рые призваны притупить клас. самосознание трудящихся, при­мирить их с соц. несправедливо­стью в клас.-антагонистич. об-ве. Оказывая сильное эмоц.-психоло-гич. воздействие на людей, пас­хальные службы являются эффек­тивным средством укрепления религиозности и роста влияния церкви на нек-рую часть насе­ления.

ПАСХАЛИИ - составляемые христ. церковью на много лет вперед таблицы дат празднования пасхи в соответствии с установле­ниями Никейского (325) собора, согласно к-рым ее надлежит отме­чать в первое воскресенье, „сле­дующее за полнолунием, совпа­дающим с весенним равноденст­вием или бывающим после него , но ни в коем случае не допуская ее совпадения с иуд. пасхой. Учет этих обстоятельств играет осн. роль при составлении П. Ряд цер­квей составляют П. по юлиан­скому календарю (русская, бол­гарская, сербская, иерусалимская правосл. церкви и др.), а католи­ческие - по григорианскому. От­сюда расхождение во времени празднования пасхи различными церквами.

ПАСХАЛЬНИКИ - секта, возник­шая в 19 в. в недрах старообряд­чества в Черниговской губ. Осно­ватель - беглопоповец Иван Землянский. Отвергая, как и др. старообрядцы, реформы патриар­ха Никона, П. установили твер­дую дату празднования пасхи - 23 марта по ст. ст. Отсюда и на­звание секты, просуществовавшей очень недолго.

ПАТЕР (лат. pater - отец) — свя­щенник в католич. церкви. Ут­верждая данное обращение рядо­вых верующих к священнику, церковь стремилась формировать у них чувства религ. смирения и послушания.

ПАТЕРИК, отечник, отечная книга (греч. Paterikon, от pater - отец) - в правосл. церк. лит-ре - сборник жизнеописаний „отцов -монахов. Рассказы о „подвижнич. жизни и якобы совершенных монахами чу­десах составлялись с целью про­славления того или иного мона­стыря. П. появились в Византии в 4 в. Особой популярностью пользовались П. Египетский (кон. 4 в.) и Синайский, или Лимо-нарь. Из рус. П. наиболее извест­ны Киево-Печерский и Соловец­кий.

ПАТРИАРХ (греч. patriarchies - родоначальник) - в правосла­вии - высш. духовный сан; глава правосл. церкви в ряде стран. В католицизме сан П. носят главы отд. епархий.

ПАТРИАРХАТ - церковь, управ­ляемая патриархом.

ПАТРИАРХИЯ - церк. область, подчиненная патриарху.

ПАТРИАРШЕСТВО - система церк. управления во главе с патриархом.

ПАТРИСТИКА (от лат. patres - отцы, подразумевается „отцы цер­кви ) - термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. писателей 2-8 ав. Во 2-3 вв. П. выполняла по преимуще­ству апологетич. функции. Юстин (2 в.), Афинагор (ум. ок. 177), Тертуллиан изображали христиан­ство самой совершенной религией, защищали его от нападок властей и сторонников античного полите­изма. Климент Александрийский. и Ориген предприняли первую по­пытку создать теологич. систему христианства. Они пропагандиро­вали идею единства веры и знания, союза теологии и философии. Хри­стианство они рассматривали как завершение античной философии, хотя при этом активно боролись с античным материализмом. При­знавая огромные заслуги Климен­та и Оригена в разработке христ. богословия, церковь отвергла как еретич. учение Оригена о беско­нечности миров, о предсуществовании душ, о приоритете первой божеств, ипостаси над второй. После Никейского вселен, собора (325), конституировавшего осн. догматы, в П. гл. внимание стало уделяться систематизации христ. вероучения, борьбе с многочисл. еретич. учениями (арианством, монтанизмом, докетизмом, монофизитством и др.). Высш. точки П. достигает в деятельности круж­ка „каппадокийцев (Василий Ве­ликий, Григорий Назианзин, Гри­горий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочине­ния были признаны важнейшей сост. частью „св. предания и в те­чение мн. веков наделялись ста­тусом непогрешимости. Заклю­чит, период П. связан с деятель­ностью Иоанна Дамаскина, систе­матизировавшего христ. вероуче­ние и заложившего основы схо­ластики. В наст. вр. как католич., так и правосл. богословы ши­роко используют различные идеи вост. и зап. П., рассматривая ее в качестве неоспоримого автори­тета.

ПАТРИЦИ Франческо (1529-1597) - итал. натурфилософ-пан­теист. Исходя из положения о тож­дестве бога и мира, отрицал бо­жеств, творение из ничего. Вселен­ная, по П., бесконечна; на этой основе отвергал геоцентризм. При­знавал 4 начала: пространство, свет, тепло и поток. Активное начало - свет (божественный и зримый). Жизнь мира - непре­рывный поток вещей, пронизан­ный оживляющей его душой. В отличие от христианства мерилом нравственности считал личное благо. Гл. соч. — „Новая фило­софия Вселенной (1591).

ПАТРОЛОГИЯ (лат. patres - от­цы, греч. logos - учение) - в ка­толицизме и православии - одна из богосл. дисциплин, занимаю­щаяся изучением и комментиро­ванием учений „отцов и учителей церкви, описанием их жизни и деятельности. Правосл. богосло­вие не различает П. и патристику. В католицизме П. в отличие от патристики дает сведения не толь­ко об „отцах и учителях , но и о др. писателях, оказавших услуги церкви. Православие и католи­цизм считают сочинения „отцов церкви непогрешимыми, состав­ляющими св. предание. Протест, церкви отвергают представление об этих сочинениях как выраже­нии божеств, откровения. В по­следние годы богословами пере­смотрены нек-рые принципиаль­ные вопросы ортодокс. П. Непо­грешимость вселен, учителей, с их точки зрения, не распространяется на каждого из них в отдельности и на каждое в отдельности выска­зывание. Кроме того, они не при­знаются более авторитетами в оценке обществ.-политич. и науч. проблем.

ПАУЛИНИЗМ - понятие, исполь­зуемое в религиоведч. лит-ре для характеристики тех соц. устано­вок, нравств. принципов и веро-учит. положений, к-рые характери­зуются отходом от бунтарских на­строений первонач. христианства и приписываются апостолу Павлу. В „Послании к римлянам дают­ся такие рекомендации: „благос­ловляйте гонителей ваших, благо­словляйте, а не проклинайте (12: 14), „побеждай зло добром (12 : 21), „всякая душа да будет покор­на высшим властям (13: 1). Этич. нормы в посланиях Павла выпол­няют охранительную функцию и сводятся к требованиям повино­вения „властям предержащим и признанию, что „нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены (Рим. 13: 1). Смирение и покор­ность   выдвигаются   в   качестве нравстн. эталона: „никому не воз­давайте злом за зло (Рим. 12: 17), „утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы (Рим. 12: 12), „последуйте смиренным (Рим. 12 : 16). Второе пришествие Христа отодвигается на неопред. срок. Для П. в противоположность петринизму характерна тенденция к радикальному разрыву с иудаиз­мом.

„ПАЦЕМ ИИ ТЕРРИС      см. Эн­циклики пап социальные.

ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. paciticus миротворческий) религ. разновидность бурж.-либерального политич. течения, в осно­ве к-рого лежит пассивная пропо­ведь мира и осуждения войн. Идейн. истоком П. р. является идеалистич. понимание происхож­дения и сущности войн. П. р. объясняет возникновение войн отсутствием истинной религиоз­ности масс, испорченностью человеч. души. Он призывает верую­щих к пассивному сопротивле­нию войне (пропаганда против войны, отказ от службы в ар­мии). Отрицая деление войн на справедливые и несправедливые, пацифисты осуждают революц. дей­ствия масс. Тем не менее, в обста­новке растущей угрозы новой мировой войны коммунисты поло­жительно оценивают участие в ан­тивоенном движении лиц, стоя­щих на позициях религиозного па­цифизма.

ПАШКОВЦЫ - секта еванг. хри­стиан в России, к-рую в посл. четв. 19 в. возглавил полковник в отставке В. А. Пашков (перво­начально известны как редстокисты). П. развернули активную миссионер, деятельность в Пе­тербурге, Москве, Нижнем Новго­роде, Туле, в ряде центр, губ. В 1876 П. организовали „Общест­во поощрения духовно-нравст­венного чтения , к-рое занялось переводом и изданием религ. лит­ры. Для распространения евангелизма среди рабочих в 1875-1886 издавался журн. „Русский рабочий . П. установили связи и контакты со штундистами  (см. Штундизм) Украины, баптистами Кавказа. В 1884 Пашков предпри­нял неудачную попытку объеди­нения своей группы с баптистами, штундистами, молоканами (см. Духовные христиане) и братскими меннонитами.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Узурпаторы

News image

В борьбе за место главного идеолога в современном российском обществе едва ли не гл...

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Словарь Атеиста:

ДРЕ – ДЯД

ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, круп­нейший специалист по истории ран­него христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. до­казал неисторичность еванг. персо­нажей (Христа, Марии, Петра и др...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...