ПАВ - ПАШ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ПАВЕЛ - один из апостолов христианства. Согласно христ. легенде, он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье, имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано 2 имени - свр. Савл и римск. Павел (в новозаветных текстах упоминаются оба). Первоначально он был ярым гонителем христиан, но после того как однажды ему явился Христос, он стал столь же ревностным христианином, „апостолом язычников . Легенда о П. изложена в „Деяниях апостолов , но о его смерти там сведений нет. Церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан, после пожара Рима в 64. В Новом завете содержится 14 посланий, авторство к-рых приписывается П. Однако ученые, большинство из к-рых признают историчность П., считают, что только нек-рые из посланий могли быть написаны им самим. К таковым обычно относят оба послания к коринфянам, послания к римлянам, к галатам, возможно, к филиппийцам, 1-е послание к фессалоникийцам и к Филимону. П. выступал за разрыв с иудаизмом, за распространение христианства среди всех народов, за примирение с существующим обществ, строем. Гл. идеей, проходящей через все его наставления, является духовное спасение.
ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - еретик 3 в., антитринитарий, епископ в Антиохии. П. С. учил, что слово и дух святой находятся в боге так же, как разум и дух в человеке, отрицал божеств, сущность Христа. Антиохийский собор 269 лишил его епископства, а учение признал ересью. Последователем П. С. был Лукиан, (220-311), учение к-рого послужило идейн. источником арианства и несторианства.
ПАВЛИКИАНСТВО (греч. Paulikianoi - предположительно от имени апостола Павла) - еретич. движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Соц. база П. - крестьяне, ремесленники, городская беднота. П. выступало против феод, эксплуатации, материального и политич. неравенства. Идейн. источники П. — манихейство, маздакизм. Вероучение П. дуалистично: мир разделен на враждебные царства - духовное, или царство бога (добра), и материальное, или царство сатаны (зла). П. отвергало христ. церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, культ богородицы, пророков, святых, икон. Его приверженцы отказывались от крещения, причащения, постов. П. оказало влияние на развитие ереси гондракийцев в Армении, хуррамитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Византии.
ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - сов. физиолог, лауреат Нобелевской премии, основоположник эксперимент, изучения высш. нервной деятельности животных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фундаментом для науч.-материа-листич. подхода к исследованию высш. функций мозга животных и человека. Оно нанесло удар по религ. мировоззрению, показало несостоятельность утверждений богословов о целесообразности в поведении человека как проявлении сверхъестеств. нематериальных сил (души).
ПАГОДА (от тамильск. pagavadi. через португ. pagode) — общепринятое в европ. языках название буддийск. ступы в Китае, Индокитае, Непале, Японии. П. - мно-гоэтаж. сооружение, хранилище буддийск. святынь, строится во дворах монастырей рядом с храмами.
„ПАКС РОМАНА (лат. - „Римский мир ) - под этим названием объединены 2 орг-ции. про-водящие влияние католич. церкви в среде интеллигенции: Международ, движение католич. интеллигенции и Международ, движение католиков-студентов. Обеими орг-циями руководит комитет „П. Р. .
ПАЛОМНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - путешествия верующих к „св. местам в надежде получить „сверхъестеств. помощь . У христиан П. началось с путешествия в Палестину, откуда паломники привозили пальмовую ветвь; отсюда термин „П. . Кроме Палестины католики посещают Рим, Лорето, Компостелло (Италия), Лурд (Франция), Фатиму (Португалия), православные - гору Афон (Греция), Бари (Италия); мусульмане совершают П. (хаджж) в Мекку, Медину (Сауд. Аравия), Кербелу (Ирак), буддисты и синтоисты - в Нару (Япония), ламаисты - в Лхасу (Китай). П. используется церк. орг.-циями как средство укрепления влияния религии и значит, источник доходов.
ПАН - в др.-греч. мифологии - бог стад, пастбищ, пастухов. Сын Гермеса. Изображался волосатым мужчиной с козлиными ушами, рогами, хвостом и копытами. В римск. мифологии ему соответствует Фавн.
ПАНАГИЯ (греч. panagia - пресвятая, церк. эпитет богородицы) - в православии: 1) небольшая круглая икона богоматери, к-рая как знак архиерейск. достоинства носится епископами на груди; 2) просфора в честь богоматери.
ПАНЕНТЕИЗМ (от греч. pan - все, en - в и theós - бог; все в боге) - религ.-филос. учение, согласно к-рому мир пребывает в боге, а бог проявляет себя в мире. П. стремится объединить теизм и пантеизм и является своеобразным обоснованием мистич. диалектики, проявившейся у Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугены, Николая Кузанского и др. П. обнаруживается в учении мн. представителей рус. религ. философии, в частности в работах Л. П. Карсавина и С. Л. Франка. Термин введен нем. философом-идеалистом К. Краузе (1828).
ПАНИКАДИЛО (от греч. poly - много и kandela - свеча) - в пра-восл. храме - свисающая с потолка люстра из множества свечей или лампад. В наст. вр. они часто заменяются электрич. лампочками.
ПАНИСЛАМИЗМ (от греч. pan - все и ислам) — религ.-полит. течение в исламе, возникшее в кон. 19 в. Его основоположник Джемальад-Дин аль-Афгани (1839— 1897) выдвинул идею о „единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульм. гос-ве под руководством халифа. С самого зарождения П. носил противоречивый характер. В П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, „освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов — помещиков, мулл и т. п. (т. 41, с. 166). После победы Октябрьской революции П. был использован реакцией и агентами империализма в борьбе против народной власти, с целью отторжения республик Сов. Востока от СССР.
ПАНИХИДА (от греч. pannychida - всенощная) - 1) христ. церк. служба, совершаемая над телом покойного, а также в годовщину его смерти. Совершаются также вселен, панихиды: в память всех умерших достойной христ. смертью и в память всех умерших скоропостижно, без церк. напутствия. Спец. заупокойная всенощная в правосл. церкви называется парастасом. 2) гражд. П. — траурное собрание возле гроба (урны с прахом), посвященное памяти умершего.
ПАНТЕИЗМ (pan - все, theós - бог) - филос. учение, сближающее или полностью сливающее в единое целое бога с природой. В различных филос. системах П. выражает как натуралистич. и материал истич., так и идеал истич. тенденции. П. в виде идей гилозоизма имел место в др. философии. Средневек. натуралистич. П. противостоит религ. представлениям о боге как предвечной сверхприродной личности, идее свободного творения мира из ничего. Мистич. П. учит о безличном боге, непосредственно постигаемом через раскрытие божественного в каждом индивиде без помощи церкви. Мистич. П. (И. Эккарт, Т. Мюнцер, анабаптисты) служил обоснованию программ плебейско-демократич. движений. В период Возрождения усиливаются материалистич. тенденции в П., достигая расцвета в 16-17 вв. (Т. Кампанелла, Дж. Бруно, Б. Спиноза). У Бруно природа выступает как „бог в вещах , к-рый немыслим вне природы, не является ее творцом, а лишь внутр. деятельной силой; у Спинозы бог и природа сливаются в единую субстанцию, к-рая есть причина самой себя. Материалистич. П. противостоит деизму, дуализму и креационизму теизма. Религ. П. (Н. Мальбранш, персонализм кон. 19 - нач. 20 в.) рассматривает все сущее содержащимся в боге и творимым им. В 20 в. идеи материалистич. П. присущи ряду бурж. ученых (Э. Геккель, М. Планк, А. Эйнштейн), стоявших на позициях естеств.-науч. материализма.
ПАНТЕОН (греч. pantheion – досл. „все боги ) - 1) первоначально „Храм всех богов в античных религиях, из к-рых наибольшую известность получил П. в Риме, построенный во 2 в. при императоре Адриане с целью создания единой религ. идеологии; 2) в религиоведении термин „П. стал использоваться для обозначения совокупности всех богов к.-л. религии; 3) усыпальница выдающихся людей.
ПАНЧЕН-ЭРТНИ, панчен-лама (санскр.-тибетск. панчен - великий мудрец; эрдени - драгоценность) - титул „живого бога , земного воплощения (хубилгана) будды Амитабхи. П.-э. - второе по своему значению после далай-ламы лицо иерархии ламства в Тибете. Титул установлен в 16 в. П.-э. рассматривается как вые. авторитет в религ. вопросах, поскольку является аватарой не бодхисатвы, а будды.
ПАПА РИМСКИЙ (лат. papa, от греч. pappas - отец) - глава католич. церкви и гос-ва-города Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило из числа кардиналов, большинством в 2/3 +1 голос при тайном голосовании. В Ватикан. реестре фигурируют 264 папы.
ПАПЕРТЬ — площадка перед притвором христ. храма. На ней в первые века христианства стояли кающиеся. В центре ее был бассейн, в к-ром верующие омывали лицо и руки. На П. стояли также в ожидании подаяния нищие.
ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во — светские владения папы римского. Существовала с 756, когда франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану II Римск. область, Равеннский экзархат и Пентаполис, до 1870, когда итал. войска вошли в Рим и провозгласили его столицей Италии. Папская светская власть простиралась на провинции Италии - Романью, Марке, Умбрино, Палермо. Границы П. о. неоднократно менялись. В 19 в. П. о. представляла собой средневек. анклав в Италии, где было запрещено строить железные дороги, фактически не было школ и больниц, жители подвергались жестоким преследованиям со стороны инквизиции и папских жандармов. Ликвидация П. о. положила конец светской власти римск. понтификов.
ПАПСТВО — руководство католич. церкви, один из старейших религ. центров, существующий около 1500 лет. П. начало складываться в период упадка Римск. империи на основе римск. епископата. С переносом столицы империи в Константинополь (330) и падением последнего римск. императора (476) светская власть в Риме перешла в руки епископа, что дало ему основание претендовать на главенствующую роль в церкви, тогда же он присвоил себе титул папа римск. В 756 франкск. король Пинии Короткий даровал папе земли (Папскую область), что положило начало его светской власти, для обоснования крой были затем сфабрикованы „Константинов дар и Лжсисидоповы декреталии (9 в.). В ср. века П. становится „интернациональным центром феодальной системы (Ф. Энгельс). П. было не в состоянии преодолеть противоречия, вследствие чего церковь разъедается расколами (главные: разделение церквей на Западную и Восточную в 1054 и протест. Реформация в 16 в.) и онпозиц. еретич. движениями, с к-рыми они пытается расправиться посредством инквизиции, а также путем половинчатых реформ (Клюний-ская реформа 10-11 вв.), созывом соборов, организацией крестовых походов; деятельностью монаш. орденов, светского апостолата и 1. п. Гл. сила П. заключалась в поддержке, к-рую ему оказывали господств, эксплуатат. классы. С нарождением буржуазии П. приходит в упадок. В 18 в. его авторитету в Европе наносят урон просветители, Франц. бурж. революция, Наполеон, не только лишивший папу всякой власти, но державший его в качестве пленника в Париже. Ослабли позиции П. и в Америке, где с образованием независимых гос-в церковь утратила значит, часть своего прежнего влияния на верующих. После крушения наполеоновской империи свою власть в Риме пала Пий IX пытается укрепить, делая ставку на ультраправую реакцию. Но ничто уже не в состоянии было спасти П. В 1870 итал. войска освободили Рим, наступил конец светской власти пап. Преемник Пия IX - Лев XIII стремится примириться с буржуазией, капитализмом на основе единой платформы борьбы с революц. рабочим движением. После первой мир. войны П. устанавливает союз с фашизмом, заключает Латеранские договоры (1929), породившие гос-во-город Батикам, сотрудничает С нацистами, организует аптисов. крестовые походы. После второй мир. войны Пий XII поддерживает агрессивный атлантич. курс амер. империализма, выступает глашатаем „холодной войны , отлучает от церкви коммунистов и их союзников. Иоанн XXIII меняет лот пагубный для церкви курс на примирение и диалог с совр. миром. Этот курс был поддержан И Ватикан. собором (1962 1965) и продолжен Павлом VI (1963 1978) и в известной степени Иоанном Павлом П. Все ЭТО позволило П. как бы обрести второе дыхание. Сегодня число католиков исчисляется в 700 млн. чел., однако ни эта масса людей, ни армия духовенства в 2 млн. священников и монахов не являются уже послушными орудиями папской политики. Значительное число католиков относится индифферентно к религии, многие из них голосуют за коммунистов и поддерживают их. Что же касается духовенства, то оно разделено на противоборств, течения, среди к-рых (в особенности в Лат. Америке) все большую силу набирают социально сознат. служители церкви, выступающие за мир, разрядку, соц. преобразования.
ПАРАМИТЫ (санскр. высш. совершенство, путь перехода на др. сторону) - обеты, принимаемые в махаяне верующими: „дана - щедрость; „вирья - решимость идти по пути добродетели; „дхьяна - йогич. сосредоточение сознания; „праджна - высш. мудрость, интуитивн. познание мира дхарм.
ПАРАНДЖА (от араб, фараджийя - дословно - „верхняя свободная одежда ) - халатообраз-ная накидка с ложными, связанными на спине рукавами, прикрывающая фигуру женщины с головы до пят. П. дополнялась чачваном. П. и чачван носили таджички и узбечки, для женщин др. стран мусульм. мира был характерен покрой одежды типа чадры. Ношение П., чадры, чачвана предписывалось нормамишариата.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ (гр.рага - возле, вне) - направление ведущихся в бурж. странах исследований, ставящее своей целью установить факт существования, специфику проявления и природу чувствительности, не объяснимой деятельностью известных органов чувств, а также выявить формы воздействия живого существа на окружающие явления без посредства мышечных усилий. Эти исследования нередко используются шарлатанами в интересах наживы, а нек-рыми религ. идеологами - для доказательства самостоят., не связанного с материей существования духовных явлений, наличия форм познания, не опирающихся на показания органов чувств. В наст. вр. наука не располагает надежными данными относительно существования пара-психологич. явлений и каналов их передачи.
ПАРАСКЕВА (греч. - пятница) - по христ. представлениям - великомученица, якобы пострадала в годы гонения на христиан при римск. императоре Диоклетиане (304-305). Согласно христ. агиографии, она была обезглавлена за отказ отречься от христианства. Культ П. получил широкое распространение в быту правосл. верующих (особенно на рус. Севере), он синкретизировался с до-христ. поверьями о пятнице как о св. дне. Изображения П. широко представлены не только в иконографии, но и в народной культовой скульптуре (напр., пермская деревянная скульптура).
ПАРАЦЕЛЬС (наст, имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541) - врач и естествоиспытатель, считал опытное знание основой науч. познания. Решительно отвергал ссылки на авторитеты, критиковал католич. церковь и нек-рые положения Библии. Выступления П. наносили чувствит. удар по средневек. схоластике, догматич. методам мышления. Это вызвало нападки на него со стороны духовенства, преследования его церковью. П., однако, был не всегда последователен, его позиции были противоречивыми. Подвергая критике мистицизм, он в то же время увлекался алхимией.
ПАРКИ - в др.-римск. мифологии богини судьбы. Соответствуют греч.мойрам.
ПАРМЕНИД (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) - др.-греч. философ; выдвинул ряд астрономич. и физич. гипотез, в к-рых отразились его стихийно-материалистич. взгляды на природу. Мир, по П., — неподвижный и сплошь заполненный шар. П. выражал недоверие к показаниям органов чувств и высоко оценивал умозрительное знание, что позволяет говорить о наличии элементов рационализма в его учении.
ПАРСИЗМ - см. Зороастризм.
ПАРСОНС Толкотт (1902-1979) - амер. бурж. социолог, один из создателей структурно-функциональной школы в социологии. П. сводил соц. структуру к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, к-рыс устанавливают нормы поведения индивидов. Религия рассматривалась П. как центр, аспект культуры, обеспечивающий интеграцию об-ва. В работах по социологии религии П. рассматривал прогрессирующую секуляризацию об-ва как результат его структурной дифференциации, к-рая приводит ко все большему обособлению религ. институтов. Теоретич. установки П. оказали влияние на амер. социологов Л. Шнайдера, Т. О'Диа, М. Ингера и др.
ПАРТИЦИПАЦИЯ (от франц. participation - причастность, сопряженность, соучастие) - в христ. философии - понятие, раскрывающее характер взаимоотношения бога и человека. В религ. онтологии понятием П. выражается одна из осн. идей христ. платонизма о том, что чувственные вещи не существуют сами по себе, а являются обнаружением божеств, сущности. В религ. антропологии П. выражает форму глубоко личных, интимных отношений бога и человека. В теории познания П. выступает основой для нспосрсдств. постижения истин откровения.
ПАСКАЛЬ Влез (1623-1662) - франц. религ. философ, писатель, ученый. П. - один из основоположников науки Нового времени, стоявший у истоков теории вероятностей, дифференциального исчисления, создатель гидростатики и т. д. Развивая логич. метод познания, П. пришел, однако, к выводу об ограниченности разума, невозможности постичь мир только рациональными методами. Он считал, что реальность может быть постигнута через „сердце и инстинкт, утверждая, т. о., превосходство веры над разумом. Круг филос. интересов П. - религ.-этич. проблемы, в части, двойственность природы человека (доброго и злого в нем), разрешение к-рых он видел в христианстве. П. сблизился с янсенизмом, вел отшельнический образ жизни в аббатстве Пор-Рояль, выступал против иезуитов, но критика П. этого монаш. ордена подрывала устои католицизма в целом. П. заложил иррациональные тенденции в философии, предвосхитил религ. экзистенциализм. Осн. филос. труд -„Мысли .
ПАСТВА - термин, традиционно применяемый в христ. церкви по отношению к рядовым верующим, мирянам, к-рые сравниваются с овцами, пасомыми пастырями (пастухами). В роли последних выступают священнослужители, к-рые якобы заботятся о П., указывая ей путь к спасению и ведя ее по этому пути.
ПАСТОР (лат. pastor, букв. - пастырь, пастух) - служитель церкви в протест. течениях, отрицающих институт священства.
ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ - один из разделов богословия в православии и католицизме, в к-ром сформулированы осн. требования, предъявляемые к священникам как духовным наставникам в церкви и за ее пределами. П. б. требует от священнослужителей знания „св. писания , „св. предания , умения формировать религ. миропонимание у верующих, совершенствовать способы и приемы проведения богослужений и чтения проповедей. П. б. формулирует осн. правила назначения священников на должность, посвящения в сан (хиротония), регламентации их деятельности.
„ПАСТЫРЬ - произведение раннехрист. лит-ры, написанное во 2, а возможно, ив 1 в.; относится к жанру откровений; получило свое название по описываемым в нем видениям, где действует человек в одежде пастыря. Автор „П. называет себя Герма. Книга состоит из „Видений , „Притч и „Наставлений . Она полна сочувствия к беднякам, но призывает только к благотворительности. Герма формулирует осн. христ. добродетели, такие, как вера, воздержание, терпение, правдивость и т.д.; выступает за единство церкви. „П. выражает идеи демократич. течения в христианстве. Он включен в древнейший список Нового завета, т. н. Синайский кодекс, но затем церковь не признала „П. св. книгой.
ПАСХА (от др.-евр. песах - прохождение) — гл. христ. праздник, установленный в честь „чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в евангелиях. Однако, как установлено, своими корнями П. уходит в более далекое прошлое. Первоначально это был праздник др.-иуд. скотоводч., а затем земледельч. племен. Некогда его содержание составляло умилостивление духов с целью заручиться их помощью и поддержкой в период весеннего отела скота, а затем - начала жатвы. Отсюда сохранившийся в иудаизме обычай приготовления на П. мацы - пресных лепешек и выпекание на христ. П. куличей, окраска яиц и пр. С развитием у евреев культа бога Яхве праздник стал связываться в иудаизме с мифич. исходом из Египта, с ожиданием мессии, с идеями национализма. Основываясь на еванг. сказаниях о том, что Иисус был казнен и воскрес в дни празднования иудеями П., христиане отмечали вначале свою П. одновременно с иудейской. Лишь в 325 I вселен. (Никейский) собор христ. церкви установил, что П. должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, непременно отдельно от П. иудейской, П. является, т. о., „кочующим праздником. Для вычисления дня празднования П. составляются особые таблицы-пасхалии. Христ. церковь отмечает П. очень торжественно, используя ее для пропаганды идей клас. мира, всепрощения, всеобщего христ. братства, к-рые призваны притупить клас. самосознание трудящихся, примирить их с соц. несправедливостью в клас.-антагонистич. об-ве. Оказывая сильное эмоц.-психоло-гич. воздействие на людей, пасхальные службы являются эффективным средством укрепления религиозности и роста влияния церкви на нек-рую часть населения.
ПАСХАЛИИ - составляемые христ. церковью на много лет вперед таблицы дат празднования пасхи в соответствии с установлениями Никейского (325) собора, согласно к-рым ее надлежит отмечать в первое воскресенье, „следующее за полнолунием, совпадающим с весенним равноденствием или бывающим после него , но ни в коем случае не допуская ее совпадения с иуд. пасхой. Учет этих обстоятельств играет осн. роль при составлении П. Ряд церквей составляют П. по юлианскому календарю (русская, болгарская, сербская, иерусалимская правосл. церкви и др.), а католические - по григорианскому. Отсюда расхождение во времени празднования пасхи различными церквами.
ПАСХАЛЬНИКИ - секта, возникшая в 19 в. в недрах старообрядчества в Черниговской губ. Основатель - беглопоповец Иван Землянский. Отвергая, как и др. старообрядцы, реформы патриарха Никона, П. установили твердую дату празднования пасхи - 23 марта по ст. ст. Отсюда и название секты, просуществовавшей очень недолго.
ПАТЕР (лат. pater - отец) — священник в католич. церкви. Утверждая данное обращение рядовых верующих к священнику, церковь стремилась формировать у них чувства религ. смирения и послушания.
ПАТЕРИК, отечник, отечная книга (греч. Paterikon, от pater - отец) - в правосл. церк. лит-ре - сборник жизнеописаний „отцов -монахов. Рассказы о „подвижнич. жизни и якобы совершенных монахами чудесах составлялись с целью прославления того или иного монастыря. П. появились в Византии в 4 в. Особой популярностью пользовались П. Египетский (кон. 4 в.) и Синайский, или Лимо-нарь. Из рус. П. наиболее известны Киево-Печерский и Соловецкий.
ПАТРИАРХ (греч. patriarchies - родоначальник) - в православии - высш. духовный сан; глава правосл. церкви в ряде стран. В католицизме сан П. носят главы отд. епархий.
ПАТРИАРХАТ - церковь, управляемая патриархом.
ПАТРИАРХИЯ - церк. область, подчиненная патриарху.
ПАТРИАРШЕСТВО - система церк. управления во главе с патриархом.
ПАТРИСТИКА (от лат. patres - отцы, подразумевается „отцы церкви ) - термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. писателей 2-8 ав. Во 2-3 вв. П. выполняла по преимуществу апологетич. функции. Юстин (2 в.), Афинагор (ум. ок. 177), Тертуллиан изображали христианство самой совершенной религией, защищали его от нападок властей и сторонников античного политеизма. Климент Александрийский. и Ориген предприняли первую попытку создать теологич. систему христианства. Они пропагандировали идею единства веры и знания, союза теологии и философии. Христианство они рассматривали как завершение античной философии, хотя при этом активно боролись с античным материализмом. Признавая огромные заслуги Климента и Оригена в разработке христ. богословия, церковь отвергла как еретич. учение Оригена о бесконечности миров, о предсуществовании душ, о приоритете первой божеств, ипостаси над второй. После Никейского вселен, собора (325), конституировавшего осн. догматы, в П. гл. внимание стало уделяться систематизации христ. вероучения, борьбе с многочисл. еретич. учениями (арианством, монтанизмом, докетизмом, монофизитством и др.). Высш. точки П. достигает в деятельности кружка „каппадокийцев (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочинения были признаны важнейшей сост. частью „св. предания и в течение мн. веков наделялись статусом непогрешимости. Заключит, период П. связан с деятельностью Иоанна Дамаскина, систематизировавшего христ. вероучение и заложившего основы схоластики. В наст. вр. как католич., так и правосл. богословы широко используют различные идеи вост. и зап. П., рассматривая ее в качестве неоспоримого авторитета.
ПАТРИЦИ Франческо (1529-1597) - итал. натурфилософ-пантеист. Исходя из положения о тождестве бога и мира, отрицал божеств, творение из ничего. Вселенная, по П., бесконечна; на этой основе отвергал геоцентризм. Признавал 4 начала: пространство, свет, тепло и поток. Активное начало - свет (божественный и зримый). Жизнь мира - непрерывный поток вещей, пронизанный оживляющей его душой. В отличие от христианства мерилом нравственности считал личное благо. Гл. соч. — „Новая философия Вселенной (1591).
ПАТРОЛОГИЯ (лат. patres - отцы, греч. logos - учение) - в католицизме и православии - одна из богосл. дисциплин, занимающаяся изучением и комментированием учений „отцов и учителей церкви, описанием их жизни и деятельности. Правосл. богословие не различает П. и патристику. В католицизме П. в отличие от патристики дает сведения не только об „отцах и учителях , но и о др. писателях, оказавших услуги церкви. Православие и католицизм считают сочинения „отцов церкви непогрешимыми, составляющими св. предание. Протест, церкви отвергают представление об этих сочинениях как выражении божеств, откровения. В последние годы богословами пересмотрены нек-рые принципиальные вопросы ортодокс. П. Непогрешимость вселен, учителей, с их точки зрения, не распространяется на каждого из них в отдельности и на каждое в отдельности высказывание. Кроме того, они не признаются более авторитетами в оценке обществ.-политич. и науч. проблем.
ПАУЛИНИЗМ - понятие, используемое в религиоведч. лит-ре для характеристики тех соц. установок, нравств. принципов и веро-учит. положений, к-рые характеризуются отходом от бунтарских настроений первонач. христианства и приписываются апостолу Павлу. В „Послании к римлянам даются такие рекомендации: „благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте (12: 14), „побеждай зло добром (12 : 21), „всякая душа да будет покорна высшим властям (13: 1). Этич. нормы в посланиях Павла выполняют охранительную функцию и сводятся к требованиям повиновения „властям предержащим и признанию, что „нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены (Рим. 13: 1). Смирение и покорность выдвигаются в качестве нравстн. эталона: „никому не воздавайте злом за зло (Рим. 12: 17), „утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы (Рим. 12: 12), „последуйте смиренным (Рим. 12 : 16). Второе пришествие Христа отодвигается на неопред. срок. Для П. в противоположность петринизму характерна тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом.
„ПАЦЕМ ИИ ТЕРРИС см. Энциклики пап социальные.
ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. paciticus миротворческий) религ. разновидность бурж.-либерального политич. течения, в основе к-рого лежит пассивная проповедь мира и осуждения войн. Идейн. истоком П. р. является идеалистич. понимание происхождения и сущности войн. П. р. объясняет возникновение войн отсутствием истинной религиозности масс, испорченностью человеч. души. Он призывает верующих к пассивному сопротивлению войне (пропаганда против войны, отказ от службы в армии). Отрицая деление войн на справедливые и несправедливые, пацифисты осуждают революц. действия масс. Тем не менее, в обстановке растущей угрозы новой мировой войны коммунисты положительно оценивают участие в антивоенном движении лиц, стоящих на позициях религиозного пацифизма.
ПАШКОВЦЫ - секта еванг. христиан в России, к-рую в посл. четв. 19 в. возглавил полковник в отставке В. А. Пашков (первоначально известны как редстокисты). П. развернули активную миссионер, деятельность в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Туле, в ряде центр, губ. В 1876 П. организовали „Общество поощрения духовно-нравственного чтения , к-рое занялось переводом и изданием религ. литры. Для распространения евангелизма среди рабочих в 1875-1886 издавался журн. „Русский рабочий . П. установили связи и контакты со штундистами (см. Штундизм) Украины, баптистами Кавказа. В 1884 Пашков предпринял неудачную попытку объединения своей группы с баптистами, штундистами, молоканами (см. Духовные христиане) и братскими меннонитами.
Читайте: |
---|