Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ПАВ - ПАШ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПАВЕЛ - один из апостолов хри­стианства. Согласно христ. леген­де, он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье, имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано 2 имени - свр. Савл и римск. Павел (в новоза­ветных текстах упоминаются оба). Первоначально он был ярым гони­телем христиан, но после того как однажды ему явился Христос, он стал столь же ревностным хри­стианином, „апостолом язычни­ков . Легенда о П. изложена в „Деяниях апостолов , но о его смерти там сведений нет. Церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан, после пожара Рима в 64. В Новом завете содержится 14 посланий, авторство к-рых приписывается П. Однако ученые, большинство из к-рых признают историчность П., считают, что только нек-рые из посланий могли быть написаны им самим. К таковым обычно отно­сят оба послания к коринфянам, послания к римлянам, к галатам, возможно, к филиппийцам, 1-е по­слание к фессалоникийцам и к Фи­лимону. П. выступал за разрыв с иудаизмом, за распространение христианства среди всех народов, за примирение с существующим обществ, строем. Гл. идеей, про­ходящей через все его наставле­ния, является духовное спасение.

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - еретик 3 в., антитринитарий, епископ в Антиохии. П. С. учил, что слово и дух святой находятся в боге так же, как разум и дух в человеке, отрицал божеств, сущность Хри­ста. Антиохийский собор 269 ли­шил его епископства, а учение при­знал ересью. Последователем П. С. был Лукиан, (220-311), учение к-рого послужило идейн. источ­ником арианства и несторианства.

ПАВЛИКИАНСТВО (греч. Paulikianoi - предположительно от имени апостола Павла) - еретич. движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Соц. база П. - крестьяне, ремесленники, город­ская беднота. П. выступало против феод, эксплуатации, материально­го и политич. неравенства. Идейн. источники П. — манихейство, маздакизм. Вероучение П. дуалистично: мир разделен на враждебные царства - духовное, или царство бога (добра), и материальное, или царство сатаны (зла). П. отвергало христ. церковь как защитницу по­рядков, созданных сатаной, культ богородицы, пророков, святых, икон. Его приверженцы отказыва­лись от крещения, причащения, постов. П. оказало влияние на раз­витие ереси гондракийцев в Арме­нии, хуррамитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Визан­тии.

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - сов. физиолог, лауреат Нобелевской премии, основопо­ложник эксперимент, изучения высш. нервной деятельности жи­вотных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фундаментом для науч.-материа-листич. подхода к исследованию высш. функций мозга животных и человека. Оно нанесло удар по религ. мировоззрению, показало несостоятельность утверждений богословов о целесообразности в поведении человека как прояв­лении сверхъестеств. нематериаль­ных сил (души).

ПАГОДА (от тамильск. pagavadi. через португ. pagode) — общепри­нятое в европ. языках название буддийск. ступы в Китае, Индо­китае, Непале, Японии. П. - мно-гоэтаж. сооружение, хранилище буддийск. святынь, строится во дворах монастырей рядом с хра­мами.

„ПАКС РОМАНА (лат. - „Рим­ский мир ) - под этим названи­ем объединены 2 орг-ции. про-водящие влияние католич. церк­ви в среде интеллигенции: Между­народ, движение католич. интелли­генции и Международ, движение католиков-студентов. Обеими орг-циями руководит комитет „П. Р. .

ПАЛОМНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - путешествия ве­рующих к „св. местам в надежде получить „сверхъестеств. помощь . У христиан П. началось с путеше­ствия в Палестину, откуда палом­ники привозили пальмовую ветвь; отсюда термин „П. . Кроме Палес­тины католики посещают Рим, Лорето, Компостелло (Италия), Лурд (Франция), Фатиму (Порту­галия), православные - гору Афон (Греция), Бари (Италия); му­сульмане совершают П. (хаджж) в Мекку, Медину (Сауд. Аравия), Кербелу (Ирак), буддисты и синтоисты - в Нару (Япония), ламаисты - в Лхасу (Китай). П. используется церк. орг.-циями как средство укрепления влияния религии и значит, источник дохо­дов.

ПАН - в др.-греч. мифологии - бог стад, пастбищ, пастухов. Сын Гермеса. Изображался волосатым мужчиной с козлиными ушами, рогами, хвостом и копытами. В римск. мифологии ему соответ­ствует Фавн.

ПАНАГИЯ (греч. panagia - пре­святая, церк. эпитет богороди­цы) - в православии: 1) неболь­шая круглая икона богоматери, к-рая как знак архиерейск. досто­инства носится епископами на гру­ди; 2) просфора в честь богома­тери.

ПАНЕНТЕИЗМ (от греч. pan - все, en - в и theós - бог; все в боге) - религ.-филос. учение, со­гласно к-рому мир пребывает в боге, а бог проявляет себя в ми­ре. П. стремится объединить теизм и пантеизм и является своеобраз­ным обоснованием мистич. диалек­тики, проявившейся у Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугены, Николая Кузанского и др. П. обнару­живается в учении мн. представи­телей рус. религ. философии, в частности в работах Л. П. Карсавина и С. Л. Франка. Термин вве­ден нем. философом-идеалистом К. Краузе (1828).

ПАНИКАДИЛО (от греч. poly - много и kandela - свеча) - в пра-восл. храме - свисающая с по­толка люстра из множества свечей или лампад. В наст. вр. они часто заменяются электрич. лампоч­ками.

ПАНИСЛАМИЗМ (от греч. pan - все и ислам) — религ.-полит. тече­ние в исламе, возникшее в кон. 19 в. Его основоположник Джемальад-Дин аль-Афгани (1839— 1897) выдвинул идею о „единст­ве мусульман всего мира и необ­ходимости их сплочения в едином мусульм. гос-ве под руководст­вом халифа. С самого зарождения П. носил противоречивый харак­тер. В П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, „освободительное движение про­тив европейского и американско­го империализма с укреплением позиций ханов — помещиков, мулл и т. п. (т. 41, с. 166). После победы Октябрьской революции П. был использован реакцией и агентами империализма в борьбе против народной власти, с целью отторжения республик Сов. Восто­ка от СССР.

ПАНИХИДА (от греч. pannychida - всенощная) - 1) христ. церк. служба, совершаемая над те­лом покойного, а также в годов­щину его смерти. Совершаются также вселен, панихиды: в па­мять всех умерших достойной христ. смертью и в память всех умерших скоропостижно, без церк. напутствия. Спец. заупокой­ная всенощная в правосл. церкви называется парастасом. 2) гражд. П. — траурное собрание возле гроба (урны с прахом), посвященное памяти умершего.

ПАНТЕИЗМ (pan - все, theós - бог) - филос. учение, сближаю­щее или полностью сливающее в единое целое бога с природой. В различных филос. системах П. выражает как натуралистич. и ма­териал истич., так и идеал истич. тенденции. П. в виде идей гилозоизма имел место в др. филосо­фии. Средневек. натуралистич. П. противостоит религ. представле­ниям о боге как предвечной сверх­природной личности, идее свобод­ного творения мира из ничего. Мистич. П. учит о безличном боге, непосредственно постигаемом че­рез раскрытие божественного в каждом индивиде без помощи цер­кви. Мистич. П. (И. Эккарт, Т. Мюнцер, анабаптисты) служил обоснованию программ плебейско-демократич. движений. В пе­риод Возрождения усиливаются материалистич. тенденции в П., достигая расцвета в 16-17 вв. (Т. Кампанелла, Дж. Бруно, Б. Спиноза). У Бруно природа выступает как „бог в вещах , к-рый немыслим вне природы, не является ее творцом, а лишь внутр. деятельной силой; у Спи­нозы бог и природа сливаются в единую субстанцию, к-рая есть причина самой себя. Материа­листич. П. противостоит деизму, дуализму и креационизму теизма. Религ. П. (Н. Мальбранш, персона­лизм кон. 19 - нач. 20 в.) рассмат­ривает все сущее содержащимся в боге и творимым им. В 20 в. идеи материалистич. П. присущи ряду бурж. ученых (Э. Геккель, М. Планк, А. Эйнштейн), стояв­ших на позициях естеств.-науч. ма­териализма.

ПАНТЕОН (греч. pantheion – досл. „все боги ) - 1) первоначально „Храм всех богов в античных ре­лигиях, из к-рых наибольшую из­вестность получил П. в Риме, построенный во 2 в. при императо­ре Адриане с целью создания еди­ной религ. идеологии; 2) в рели­гиоведении термин „П. стал использоваться для обозначения совокупности всех богов к.-л. религии; 3) усыпальница выдаю­щихся людей.

ПАНЧЕН-ЭРТНИ,       панчен-лама (санскр.-тибетск. панчен - вели­кий мудрец; эрдени - драгоцен­ность) - титул „живого бога , земного воплощения (хубилгана) будды Амитабхи. П.-э. - второе по своему значению после далай-ламы лицо иерархии ламства в Тибете. Титул установлен в 16 в. П.-э. рассматривается как вые. авторитет в религ. вопросах, по­скольку является аватарой не бодхисатвы, а будды.

ПАПА РИМСКИЙ (лат. papa, от греч. pappas - отец) - глава католич. церкви и гос-ва-города Ватикан. Избирается кардиналь­ской коллегией, как правило из числа кардиналов, большинством в 2/3 +1 голос при тайном голо­совании. В Ватикан. реестре фигу­рируют 264 папы.

ПАПЕРТЬ — площадка перед при­твором христ. храма. На ней в первые века христианства стоя­ли кающиеся. В центре ее был бассейн, в к-ром верующие омы­вали лицо и руки. На П. стоя­ли также в ожидании подаяния нищие.

ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. об­ласть, церк. гос-во — светские владения папы римского. Сущест­вовала с 756, когда франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану II Римск. область, Равеннский экзархат и Пентаполис, до 1870, когда итал. войска вошли в Рим и провозгласили его столицей Италии. Папская светская власть простиралась на провинции Италии - Романью, Марке, Умбрино, Палермо. Гра­ницы П. о. неоднократно меня­лись. В 19 в. П. о. представляла собой средневек. анклав в Италии, где было запрещено строить железные дороги, фактически не было школ и больниц, жители подвергались жестоким преследо­ваниям со стороны инквизиции и папских жандармов. Ликвида­ция П. о. положила конец свет­ской власти римск. понтификов.

ПАПСТВО — руководство католич. церкви, один из старейших религ. центров, существующий около 1500 лет. П. начало складываться в период упадка Римск. империи на основе римск. епископата. С пе­реносом столицы империи в Кон­стантинополь (330) и падением последнего римск. императора (476)   светская  власть в Риме перешла в руки епископа, что дало ему основание претендовать на главенствующую роль в церкви, тогда же он присвоил себе титул папа римск. В 756 франкск. ко­роль Пинии Короткий даровал папе земли (Папскую область), что положило начало его свет­ской власти, для обоснования крой были затем сфабрикованы „Константинов дар и Лжсисидоповы декреталии (9 в.). В ср. века П. становится „интернациональ­ным центром феодальной систе­мы (Ф. Энгельс). П. было не в состоянии преодолеть противоре­чия, вследствие чего церковь разъ­едается расколами (главные: раз­деление церквей на Западную и Восточную в 1054 и протест. Ре­формация в 16 в.) и онпозиц. еретич. движениями, с к-рыми они пытается расправиться посредст­вом инквизиции, а также путем половинчатых реформ (Клюний-ская реформа 10-11 вв.), созы­вом соборов, организацией крес­товых походов; деятельностью монаш. орденов, светского апостолата и 1. п. Гл. сила П. заключалась в поддержке, к-рую ему оказыва­ли господств, эксплуатат. классы. С нарождением буржуазии П. при­ходит в упадок. В 18 в. его авто­ритету в Европе наносят урон просветители, Франц. бурж. рево­люция, Наполеон, не только ли­шивший папу всякой власти, но державший его в качестве плен­ника в Париже. Ослабли позиции П. и в Америке, где с образова­нием независимых гос-в церковь утратила значит, часть своего прежнего влияния на верующих. После крушения наполеоновской империи свою власть в Риме пала Пий IX пытается укрепить, делая ставку на ультраправую реакцию. Но ничто уже не в состоянии было спасти П. В 1870 итал. войска ос­вободили Рим, наступил конец светской власти пап. Преемник Пия IX - Лев XIII стремится при­мириться с буржуазией, капита­лизмом на основе единой плат­формы борьбы с революц. рабо­чим движением. После первой мир. войны П. устанавливает союз с фашизмом, заключает Латеранские договоры (1929), породившие гос-во-город Батикам, сотруд­ничает С нацистами, организует аптисов. крестовые походы. После второй мир. войны Пий XII под­держивает агрессивный атлантич. курс амер. империализма, высту­пает глашатаем „холодной войны , отлучает от церкви коммунистов и их союзников. Иоанн XXIII ме­няет лот пагубный для церкви курс на примирение и диалог с совр. миром. Этот курс был под­держан И Ватикан. собором (1962 1965) и продолжен Пав­лом VI (1963 1978) и в извест­ной степени Иоанном Павлом П. Все ЭТО позволило П. как бы об­рести второе дыхание. Сегодня число католиков исчисляется в 700 млн. чел., однако ни эта масса людей, ни армия духовенства в 2 млн. священников и мо­нахов не являются уже послуш­ными орудиями папской полити­ки. Значительное число католи­ков относится индифферентно к религии, многие из них голо­суют за коммунистов и поддер­живают их. Что же касается духо­венства, то оно разделено на про­тивоборств, течения, среди к-рых (в особенности в Лат. Америке) все большую силу набирают со­циально сознат. служители церк­ви, выступающие за мир, разряд­ку, соц. преобразования.

ПАРАМИТЫ (санскр. высш. совершенство, путь перехода на др. сторону) - обеты, принимаемые в махаяне верующими: „дана - щедрость; „вирья - решимость идти по пути добродетели; „дхьяна - йогич. сосредоточение со­знания; „праджна - высш. муд­рость, интуитивн. познание мира дхарм.

ПАРАНДЖА (от араб, фараджийя - дословно - „верхняя сво­бодная одежда ) - халатообраз-ная накидка с ложными, связанны­ми на спине рукавами, прикры­вающая фигуру женщины с головы до пят. П. дополнялась чачваном. П. и чачван носили таджички и уз­бечки, для женщин др. стран мусульм. мира был характерен покрой одежды типа чадры. Но­шение П., чадры, чачвана предпи­сывалось нормамишариата.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ    (гр.рага - возле, вне) - направление ведущихся в бурж. странах иссле­дований, ставящее своей целью установить факт существования, специфику проявления и природу чувствительности, не объяснимой деятельностью известных органов чувств, а также выявить формы воздействия живого существа на окружающие явления без посред­ства мышечных усилий. Эти ис­следования нередко используют­ся шарлатанами в интересах на­живы, а нек-рыми религ. идеоло­гами - для доказательства самостоят., не связанного с материей существования духовных явлений, наличия форм познания, не опи­рающихся на показания органов чувств. В наст. вр. наука не рас­полагает надежными данными от­носительно существования пара-психологич. явлений и каналов их передачи.

ПАРАСКЕВА (греч. - пятница) - по христ. представлениям - ве­ликомученица, якобы пострада­ла в годы гонения на христиан при римск. императоре Диокле­тиане (304-305). Согласно христ. агиографии, она была обезглавле­на за отказ отречься от христиан­ства. Культ П. получил широкое распространение в быту правосл. верующих (особенно на рус. Севе­ре), он синкретизировался с до-христ. поверьями о пятнице как о св. дне. Изображения П. широко представлены не только в иконо­графии, но и в народной культо­вой скульптуре (напр., пермская деревянная скульптура).

ПАРАЦЕЛЬС (наст, имя - Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541) - врач и естествоиспытатель, считал опытное знание основой науч. по­знания. Решительно отвергал ссыл­ки на авторитеты, критиковал католич. церковь и нек-рые положе­ния Библии. Выступления П. нано­сили чувствит. удар по средневек. схоластике, догматич. методам мышления. Это вызвало нападки на него со стороны духовенства, преследования его церковью. П., однако, был не всегда последователен, его позиции были проти­воречивыми. Подвергая критике мистицизм, он в то же время увлекался алхимией.

ПАРКИ - в др.-римск. мифологии богини судьбы. Соответствуют греч.мойрам.

ПАРМЕНИД (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) - др.-греч. философ; вы­двинул ряд астрономич. и физич. гипотез, в к-рых отразились его стихийно-материалистич. взгляды на природу. Мир, по П., — непо­движный и сплошь заполненный шар. П. выражал недоверие к по­казаниям органов чувств и высо­ко оценивал умозрительное зна­ние, что позволяет говорить о на­личии элементов рационализма в его учении.

ПАРСИЗМ - см. Зороастризм.

ПАРСОНС Толкотт (1902-1979) - амер. бурж. социолог, один из создателей структурно-функциональной школы в социо­логии. П. сводил соц. структуру к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, к-рыс устанавливают нормы поведения индивидов. Религия рассматри­валась П. как центр, аспект куль­туры, обеспечивающий интеграцию об-ва. В работах по социологии ре­лигии П. рассматривал прогрес­сирующую секуляризацию об-ва как результат его структурной дифференциации, к-рая приводит ко все большему обособлению религ. институтов. Теоретич. уста­новки П. оказали влияние на амер. социологов Л. Шнайдера, Т. О'Диа, М. Ингера и др.

ПАРТИЦИПАЦИЯ (от франц. participation - причастность, со­пряженность, соучастие) - в христ. философии - понятие, раскры­вающее характер взаимоотноше­ния бога и человека. В религ. онтологии понятием П. выража­ется одна из осн. идей христ. пла­тонизма о том, что чувственные вещи не существуют сами по се­бе, а являются обнаружением бо­жеств, сущности. В религ. антро­пологии П. выражает форму глубоко личных, интимных отноше­ний бога и человека. В теории познания П. выступает основой для нспосрсдств. постижения истин от­кровения.

ПАСКАЛЬ Влез (1623-1662) - франц. религ. философ, писатель, ученый. П. - один из основопо­ложников науки Нового времени, стоявший у истоков теории вероятностей, дифференциального исчи­сления, создатель гидростатики и т. д. Развивая логич. метод по­знания, П. пришел, однако, к вы­воду об ограниченности разума, невозможности постичь мир толь­ко рациональными методами. Он считал, что реальность может быть постигнута через „сердце и ин­стинкт, утверждая, т. о., превос­ходство веры над разумом. Круг филос. интересов П. - религ.-этич. проблемы, в части, двойственность природы человека (доброго и зло­го в нем), разрешение к-рых он видел в христианстве. П. сблизил­ся с янсенизмом, вел отшельни­ческий образ жизни в аббатстве Пор-Рояль, выступал против иезу­итов, но критика П. этого монаш. ордена подрывала устои католи­цизма в целом. П. заложил ирра­циональные тенденции в филосо­фии, предвосхитил религ. экзи­стенциализм. Осн. филос. труд -„Мысли .

ПАСТВА - термин, традиционно применяемый в христ. церкви по отношению к рядовым верую­щим, мирянам, к-рые сравнивают­ся с овцами, пасомыми пастыря­ми (пастухами). В роли послед­них выступают священнослужите­ли, к-рые якобы заботятся о П., указывая ей путь к спасению и ведя ее по этому пути.

ПАСТОР (лат. pastor, букв. - пастырь, пастух) - служитель церкви в протест. течениях, отри­цающих институт священства.

ПАСТЫРСКОЕ  БОГОСЛОВИЕ - один из разделов богословия в пра­вославии и католицизме, в к-ром сформулированы осн. требования, предъявляемые   к   священникам как духовным наставникам в церк­ви и за ее пределами. П. б. требует от священнослужителей знания „св. писания , „св. предания , умения формировать религ. миро­понимание у верующих, совершен­ствовать способы и приемы про­ведения богослужений и чтения проповедей. П. б. формулирует осн. правила назначения священ­ников на должность, посвящения в сан (хиротония), регламентации их деятельности.

„ПАСТЫРЬ - произведение раннехрист. лит-ры, написанное во 2, а возможно, ив 1 в.; относится к жанру откровений; получило свое название по описываемым в нем видениям, где действует че­ловек в одежде пастыря. Автор „П. называет себя Герма. Книга состоит из „Видений , „Притч и „Наставлений . Она полна со­чувствия к беднякам, но призы­вает только к благотворительнос­ти. Герма формулирует осн. христ. добродетели, такие, как вера, воз­держание, терпение, правдивость и т.д.; выступает за единство церкви. „П. выражает идеи демократич. течения в христианстве. Он включен в древнейший список Нового завета, т. н. Синайский ко­декс, но затем церковь не призна­ла „П. св. книгой.

ПАСХА (от др.-евр. песах - про­хождение) — гл. христ. праздник, установленный в честь „чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествует­ся в евангелиях. Однако, как ус­тановлено, своими корнями П. уходит в более далекое прошлое. Первоначально это был праздник др.-иуд. скотоводч., а затем земледельч. племен. Некогда его со­держание составляло умилостив­ление духов с целью заручиться их помощью и поддержкой в пе­риод весеннего отела скота, а за­тем - начала жатвы. Отсюда со­хранившийся в иудаизме обычай приготовления на П. мацы - прес­ных лепешек и выпекание на христ. П. куличей, окраска яиц и пр. С развитием у евреев культа бога Яхве праздник стал связы­ваться в иудаизме с мифич. исходом из Египта, с ожиданием мес­сии, с идеями национализма. Осно­вываясь на еванг. сказаниях о том, что Иисус был казнен и воскрес в дни празднования иудеями П., христиане отмечали вначале свою П. одновременно с иудейской. Лишь в 325 I вселен. (Никейский) собор христ. церкви установил, что П. должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего рав­ноденствия и полнолуния, непре­менно отдельно от П. иудейской, П. является, т. о., „кочующим праздником. Для вычисления дня празднования П. составляются осо­бые таблицы-пасхалии. Христ. церковь отмечает П. очень торже­ственно, используя ее для пропа­ганды идей клас. мира, всепроще­ния, всеобщего христ. братства, к-рые призваны притупить клас. самосознание трудящихся, при­мирить их с соц. несправедливо­стью в клас.-антагонистич. об-ве. Оказывая сильное эмоц.-психоло-гич. воздействие на людей, пас­хальные службы являются эффек­тивным средством укрепления религиозности и роста влияния церкви на нек-рую часть насе­ления.

ПАСХАЛИИ - составляемые христ. церковью на много лет вперед таблицы дат празднования пасхи в соответствии с установле­ниями Никейского (325) собора, согласно к-рым ее надлежит отме­чать в первое воскресенье, „сле­дующее за полнолунием, совпа­дающим с весенним равноденст­вием или бывающим после него , но ни в коем случае не допуская ее совпадения с иуд. пасхой. Учет этих обстоятельств играет осн. роль при составлении П. Ряд цер­квей составляют П. по юлиан­скому календарю (русская, бол­гарская, сербская, иерусалимская правосл. церкви и др.), а католи­ческие - по григорианскому. От­сюда расхождение во времени празднования пасхи различными церквами.

ПАСХАЛЬНИКИ - секта, возник­шая в 19 в. в недрах старообряд­чества в Черниговской губ. Осно­ватель - беглопоповец Иван Землянский. Отвергая, как и др. старообрядцы, реформы патриар­ха Никона, П. установили твер­дую дату празднования пасхи - 23 марта по ст. ст. Отсюда и на­звание секты, просуществовавшей очень недолго.

ПАТЕР (лат. pater - отец) — свя­щенник в католич. церкви. Ут­верждая данное обращение рядо­вых верующих к священнику, церковь стремилась формировать у них чувства религ. смирения и послушания.

ПАТЕРИК, отечник, отечная книга (греч. Paterikon, от pater - отец) - в правосл. церк. лит-ре - сборник жизнеописаний „отцов -монахов. Рассказы о „подвижнич. жизни и якобы совершенных монахами чу­десах составлялись с целью про­славления того или иного мона­стыря. П. появились в Византии в 4 в. Особой популярностью пользовались П. Египетский (кон. 4 в.) и Синайский, или Лимо-нарь. Из рус. П. наиболее извест­ны Киево-Печерский и Соловец­кий.

ПАТРИАРХ (греч. patriarchies - родоначальник) - в правосла­вии - высш. духовный сан; глава правосл. церкви в ряде стран. В католицизме сан П. носят главы отд. епархий.

ПАТРИАРХАТ - церковь, управ­ляемая патриархом.

ПАТРИАРХИЯ - церк. область, подчиненная патриарху.

ПАТРИАРШЕСТВО - система церк. управления во главе с патриархом.

ПАТРИСТИКА (от лат. patres - отцы, подразумевается „отцы цер­кви ) - термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. писателей 2-8 ав. Во 2-3 вв. П. выполняла по преимуще­ству апологетич. функции. Юстин (2 в.), Афинагор (ум. ок. 177), Тертуллиан изображали христиан­ство самой совершенной религией, защищали его от нападок властей и сторонников античного полите­изма. Климент Александрийский. и Ориген предприняли первую по­пытку создать теологич. систему христианства. Они пропагандиро­вали идею единства веры и знания, союза теологии и философии. Хри­стианство они рассматривали как завершение античной философии, хотя при этом активно боролись с античным материализмом. При­знавая огромные заслуги Климен­та и Оригена в разработке христ. богословия, церковь отвергла как еретич. учение Оригена о беско­нечности миров, о предсуществовании душ, о приоритете первой божеств, ипостаси над второй. После Никейского вселен, собора (325), конституировавшего осн. догматы, в П. гл. внимание стало уделяться систематизации христ. вероучения, борьбе с многочисл. еретич. учениями (арианством, монтанизмом, докетизмом, монофизитством и др.). Высш. точки П. достигает в деятельности круж­ка „каппадокийцев (Василий Ве­ликий, Григорий Назианзин, Гри­горий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочине­ния были признаны важнейшей сост. частью „св. предания и в те­чение мн. веков наделялись ста­тусом непогрешимости. Заклю­чит, период П. связан с деятель­ностью Иоанна Дамаскина, систе­матизировавшего христ. вероуче­ние и заложившего основы схо­ластики. В наст. вр. как католич., так и правосл. богословы ши­роко используют различные идеи вост. и зап. П., рассматривая ее в качестве неоспоримого автори­тета.

ПАТРИЦИ Франческо (1529-1597) - итал. натурфилософ-пан­теист. Исходя из положения о тож­дестве бога и мира, отрицал бо­жеств, творение из ничего. Вселен­ная, по П., бесконечна; на этой основе отвергал геоцентризм. При­знавал 4 начала: пространство, свет, тепло и поток. Активное начало - свет (божественный и зримый). Жизнь мира - непре­рывный поток вещей, пронизан­ный оживляющей его душой. В отличие от христианства мерилом нравственности считал личное благо. Гл. соч. — „Новая фило­софия Вселенной (1591).

ПАТРОЛОГИЯ (лат. patres - от­цы, греч. logos - учение) - в ка­толицизме и православии - одна из богосл. дисциплин, занимаю­щаяся изучением и комментиро­ванием учений „отцов и учителей церкви, описанием их жизни и деятельности. Правосл. богосло­вие не различает П. и патристику. В католицизме П. в отличие от патристики дает сведения не толь­ко об „отцах и учителях , но и о др. писателях, оказавших услуги церкви. Православие и католи­цизм считают сочинения „отцов церкви непогрешимыми, состав­ляющими св. предание. Протест, церкви отвергают представление об этих сочинениях как выраже­нии божеств, откровения. В по­следние годы богословами пере­смотрены нек-рые принципиаль­ные вопросы ортодокс. П. Непо­грешимость вселен, учителей, с их точки зрения, не распространяется на каждого из них в отдельности и на каждое в отдельности выска­зывание. Кроме того, они не при­знаются более авторитетами в оценке обществ.-политич. и науч. проблем.

ПАУЛИНИЗМ - понятие, исполь­зуемое в религиоведч. лит-ре для характеристики тех соц. устано­вок, нравств. принципов и веро-учит. положений, к-рые характери­зуются отходом от бунтарских на­строений первонач. христианства и приписываются апостолу Павлу. В „Послании к римлянам дают­ся такие рекомендации: „благос­ловляйте гонителей ваших, благо­словляйте, а не проклинайте (12: 14), „побеждай зло добром (12 : 21), „всякая душа да будет покор­на высшим властям (13: 1). Этич. нормы в посланиях Павла выпол­няют охранительную функцию и сводятся к требованиям повино­вения „властям предержащим и признанию, что „нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены (Рим. 13: 1). Смирение и покор­ность   выдвигаются   в   качестве нравстн. эталона: „никому не воз­давайте злом за зло (Рим. 12: 17), „утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы (Рим. 12: 12), „последуйте смиренным (Рим. 12 : 16). Второе пришествие Христа отодвигается на неопред. срок. Для П. в противоположность петринизму характерна тенденция к радикальному разрыву с иудаиз­мом.

„ПАЦЕМ ИИ ТЕРРИС      см. Эн­циклики пап социальные.

ПАЦИФИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. paciticus миротворческий) религ. разновидность бурж.-либерального политич. течения, в осно­ве к-рого лежит пассивная пропо­ведь мира и осуждения войн. Идейн. истоком П. р. является идеалистич. понимание происхож­дения и сущности войн. П. р. объясняет возникновение войн отсутствием истинной религиоз­ности масс, испорченностью человеч. души. Он призывает верую­щих к пассивному сопротивле­нию войне (пропаганда против войны, отказ от службы в ар­мии). Отрицая деление войн на справедливые и несправедливые, пацифисты осуждают революц. дей­ствия масс. Тем не менее, в обста­новке растущей угрозы новой мировой войны коммунисты поло­жительно оценивают участие в ан­тивоенном движении лиц, стоя­щих на позициях религиозного па­цифизма.

ПАШКОВЦЫ - секта еванг. хри­стиан в России, к-рую в посл. четв. 19 в. возглавил полковник в отставке В. А. Пашков (перво­начально известны как редстокисты). П. развернули активную миссионер, деятельность в Пе­тербурге, Москве, Нижнем Новго­роде, Туле, в ряде центр, губ. В 1876 П. организовали „Общест­во поощрения духовно-нравст­венного чтения , к-рое занялось переводом и изданием религ. лит­ры. Для распространения евангелизма среди рабочих в 1875-1886 издавался журн. „Русский рабочий . П. установили связи и контакты со штундистами  (см. Штундизм) Украины, баптистами Кавказа. В 1884 Пашков предпри­нял неудачную попытку объеди­нения своей группы с баптистами, штундистами, молоканами (см. Духовные христиане) и братскими меннонитами.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ЖЕН - ЖУР

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ - пробле­ма, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, рас­крывающем сущность религ. пред­ставлений о Ж. Согласно им, Ж. - существо неполноценное, создан­ное богом для подчинения му...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...