НИБ - НЬЯ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
НИБУР Рейнхольд (1892-1971) - амер. теолог, один из крупнейших в совр. протестантизме. Кризис, потрясший в кон. 20-х гг. США, привел Н. к отказу от традиций либеральной теологии с присущей ей верой в прогресс и был осмыслен Н. с позиций т. н. диалектич. теологии в духе соц. пессимизма. В работе „Нравственный человек и безнравственное общество (1932) Н. выступает против оптимистич. этики „соц. евангелия , утверждает иллюзорность надежд на совершенствование человека, подчеркивая его „греховность . По Н., задача христианства — помочь человеку осознать „двусмысленность его природы и отказаться от попыток подчинить себе историю, проникнуться чувством вины перед богом и уповать на спасающую силу его любви.
НИГИЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. nihil - ничто) - „бунт против религии с позиций эгоистич. индивида; абсолют, отрицание религии, не связанное ни с какими положит, идеалами. Н. р. на уровне обыденного сознания выражается в бездуховности, сугубо прагматич. отношении к жизни; на теоретич. уровне связан с субъективно-идеалистич. философией волюнтарист, толка. Черты Н. р. отчетливо обнаруживаются в соч. М. Штирнера и Ф. Ницше: противопоставление „сильной личности , стоящей „по ту сторону добра и зла , „серой массе , открыто антигуманная позиция, игнорирование объективных закономерностей. Разрыв с позитивным содержанием духовной культуры, беспринципность и цинизм обусловливают поверхностный характер критики религии представителями Н. р., к-рые могут перейти и на позиции мистицизма. Ныне Н. р. выступает в различных формах: расисты в США обрушиваются на христианство, противопоставляя идее христ. равенства идею „качества - расовой чистоты; „сатанисты взамен христ. заповедей выдвигают „заповеди ненависти и т. д. Отождествление атеизма с Н. р., свойственное бурж. фальсификаторам марксизма, совершенно неправомерно: атеизм вообще, и более всего научный, ничего общего с Н. р. не имеет.
НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (ок. 1141 ок. 1209) - азерб. поэт и мыслитель. Выступал против религ. представлений о строении Вселенной, защищал идею шарообразности Земли. Особое значение имеет скептицизм Н. в отношении потустороннего мира.
НИКА, Нике - в др.-греч. мифологии - олицетворение победы в бою или в состязании; изображалась в виде женщины с крыльями, с лавровым венком и пальмовой ветвью в руке. Н. - один из эпитетов Афины как богини победы.
НИКАХ (араб.) - религ. бракосочетание в исламе, совершаемое служителем культа, к-рый читает соответствующие места из Корана и молитву. Н. может совершаться как в мечети, так и дома. Шариат разрешает мусульманину иметь одновременно до четырех законных жен. Мужчина может расторгнуть брак, произнеся трижды слово „талак („отпущение ). Брак может быть расторгнут и по инициативе женщины (по суду).
НИКЕЙСКИЕ СОБОРЫ см. Вселенские соборы.
НИКИТА (Еретик) - дьякон, основатель и руководитель антицерк. движения 14-15 вв. в Пскове и Новгороде, известного как стригольничество. За выступление с требованием упразднить церк. иерархию, монашество, отд. догматы и таинства, церк. поборы с населения Н. подвергся преследованиям и был казнен в Новгороде в 1375.
НИКИТА ПУСТОСВЯТ (наст. фамилия и имя - Добрынин Никита Константинович; ?-1682) - один из идеологов церк. раскола. Собором 1666-1667 был отлучен от церкви и раскаялся. В 1682 Н. П. включился в движение стрельцов-раскольников за восстановление в России „старого благочестия . Принимал участие в открытом церк. диспуте 5 июля (т. н. прении о вере) в Грановитой палате. По приказу царевны Софьи был схвачен и казнен.
НИКОЛАИТЫ — христ. секты и течения разных времен, обвинявшиеся их противниками в нарушении седьмой заповеди, т. е. в блуде и прелюбодеянии: 1) секта ранне-христ. на Ближн. Востоке, к-рой приписывалась общность жен; 2) католич. священники, отказавшиеся после клюнийской реформы (10—11 вв.) от соблюдения обета безбрачия (целибата); 3) чешек, секта 15 в. (ответвление адамитов), отрицавшая семью (во имя „райской невинности ) и собственность. В учениях и жизни Н. отразился протест против церк. аскетизма и ханжества, а в учении чешек. Н. - в какой-то степени и ранние утопич.-социалистич. идеи с религ. окраской.
НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ - см. Николай Чудотворец.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464) - нем. философ, ученый, теолог, кардинал римск. церкви. В гл. соч. „Ученое незнание развил идеи пантеизма, связанные с еретич. мистикой. Как ученый, искал точные методы исследования природы. В философии защищал принцип единства противоположностей, идеи связи всего сущего, бесконечности Вселенной, тождественности законов небесного и земного миров, был предшественником гелиоцентризма. Признание могущества человеч. разума, бесконечного движения к познанию истины опиралось у Н. К. на гуманистич. трактовку человека. Н. К. оказал влияние на развитие натурфилософии Возрождения.
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ - один из наиболее почитаемых христ. святых. По церк. версии, он был архиепископом г. Миры Ликийской обл. в Малой Азии, при жизни прославился чудотворениями, за что и был канонизирован. Однако, как установлено, Николай - личность мифич., а его житие почти дословно переписано с жития др. святого, Николая Пинарского. В первые века христианства образ Н. Ч. был создан для вытеснения культов др.-греч. бога морей Посейдона и римск. Нептуна. Популярности Н. Ч. среди верующих способствовало то, что он был объявлен покровителем торговли и земледелия, защитником „бедных и неимущих , „помощником простого люда в горестях и бедах . Фактически культ Н. Ч. служил закреплению бесправного положения бедноты, к-рая видела единств, выход из положения в молитвах этому святому, надеясь на его помощь.
НИКОЛЬСКИЙ Владимир Капитонович (1894-1953) - сов. историк, этнограф и историк религии. Занимался историей старообрядчества, историей первобытн. об-ва, уделяя особое внимание проблеме происхождения религии. Осн. работы. „Происхождение нашего летосчисления (1938), „Происхождение религии (1940).
НИКОЛЬСКИЙ Николай Михайлович (1877-1959) - сов. историк-востоковед и историк религии. Опубликовал ряд работ, излагавших и отстаивавших выводы исто-рич. критики происхождения Ветхого завета. Занимался историей Рус. правосл. церкви. Осн. работы: „История русской церкви (1931), „Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история (1931), „Политеизм и монотеизм в древнееврейской религии (1932).
НИКОН (Никита Минов, 1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси. Был священником в Москве, затем монахом, архимандритом москов. Новоспасского, монастыря (1646), а с 1648 - митрополитом Новгородским. Сблизился с царем Алексеем Михайловичем, при содействии к-рого в 1652 стал патриархом. Для укрепления позиций рус. православия и поднятия его престижа провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по визант. образцам, коррективы в обрядности, введение регулярной церк. проповеди и т. п.), вызвавшую к жизни движение за сохранение старых обрядов (старообрядчество), к-рое привело к церк. расколу. Попытка поставить патриаршество выше самодержавия породила конфликт между Н. и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Н. в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666 низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.
НИЛ СОРСКИЙ (в миру - Майков Николай, ок. 1433-1508) - рус. церк. деятель, идеолог религ.-политич. движения нестяжательства, основатель монаш. скита на р. Соре, вблизи Кирилло-Белозерского монастыря. В своем гл. соч. „Монастырский устав проповедовал аскетизм, „уход от мира , отказ монастырей от земельной собственности и накопления богатства, т. е. от всякого стяжательства. Этим Н. С. надеялся поднять моральный авторитет церкви, направить ее деятельность в сугубо религ. русло. В 1503 на церк. соборе в Москве поддержал предложение Ивана III о лишении монастырей земельных владений. Однако это предложение встретило сильную оппозицию со стороны осифлян и было отклонено. После смерти Н. С. разработку его идей и отстаивание их в борьбе против осифлян продолжали Вассиан Патрикеев (князь Васьян Косой), Артемий (игумен Троице-Сергиева монастыря) и др.
НИМБ (от лат. nimbus - облако, туча) - усл. обозначение сияния обычно вокруг головы на изображениях богов, в христианстве -также богородицы, святых, ангелов, пророков, а в Др. Греции - и героев. Происхождение Н. связано с солярным и астральными культами у земледельческих народов, от к-рых христианство заимствовало иконографич. символику Н. В христ. иконографии Н. различается: при изображении ангелов и святых это просто блестящий кружок, у богородицы Н. часто украшается звездами, Н. бога-отца имеет форму шестиконечной звезды.
НИМФЫ (греч. - юные девы) - в греч. мифологии - категория низш. женских божеств, олицетворения элементов земного ландшафта: морских и речных вод (океаниды, нереиды), источников и ручьев (наяды), деревьев (дриады), гор (ореады), лугов (лимониады), островов, холмов и т. д.
НИНГИРСУ - др.-шумер, бог, покровитель общины г. Лагаша, сын бога Энпиля, владыка земледелия. От Н. якобы зависело плодородие полей и скота.
НИНУРТУ - в шумер, мифологии бог растительности и плодородия, ипостась Нингирсу.
НИРВАНА (санскр., букв. - угасание) - центр, понятие религ. философии буддизма и джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. — разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолют., ненарушимый покой. Н. не поддается никаким определениям. По поводу того, как именно надо ее понимать, среди будд, теологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме Н. - слияние с Брахмой.
НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) - нем. мыслитель, оказавший влияние на бурж. философию и лит-ру 20 в. В его соч. („Так говорил Заратустра , „Человеческое слишком человеческое , „Антихристианин , незаконч. „Воля к власти и др.) подвергнута резкой критике христ. этика, к-рая, по его мнению, лишает человека полноты жизни, культивирует его бессилие и слабость, ослабляет инстинкт самосохранения. Христианство, с его т. зр., вредоноснее любого из пороков. Н. - один из наиболее яростных противников народных масс, приближающейся „неизбежной революции , к-рым он противопоставлял идеал сверхчеловека, ставящего себя выше добра и зла и утверждающего свою волю к власти. Хотя Н. отвергал идеи потустороннего мира, его нельзя отнести к атеистам: его атеистич. воззрения противополагаются религиозным и существуют только в связи с ними, являясь их отрицанием. Мир есть становление, бесцельность к-рого конкретизируется в идее „вечного возвращения , имеющего у Н. мистич. смысл. Идеи Н. явились обоснованием аморализма, культа силы, использовались им-периалистич. реакцией в борьбе против демократии и социализма.
НИЦШЕАНСТВО - направление в духовной культуре Европы кон. 19 - нач. 20 в., сложившееся под влиянием идей Ф. Ницше. Характеризуется радик. разрывом с традициями классич. философии, идеями бурж. демократии, ему присущи реакционность политич. позиций, крайний этич. индивидуализм. Идеи Н. использовались империа-листич. реакцией, в части, фашизмом, для пропаганды расизма и концепции мирового господства арийской расы.
НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ - в католицизме - монашеск. ордены, уставы к-рых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первонач. христианства, т. е. отречения от какого бы то ни было имущества, существования на подаяние. К такого рода орденам принадлежат: францисканцы, бернардинцы, капуцины, доминиканцы, кармелиты, августинцы, тринитарии и мн. другие. Первонач. (13 в.) Н. о., напр, францисканцы, создавались в знак протеста против роскоши папского двора и образа жизни церковных иерархов. Они строго соблюдали обет бедности. Уставы этих орденов запрещали не только каждому отдельн. монаху, но и ордену в целом владеть к.-л. имуществом, приносящим постоянные доходы. Папство поначалу подозрительно отнеслось к Н. о. и не спешило утверждать их уставы. Однако, увидев, что они быстро разрастаются, приобретая авторитет и влияние, решило официально признать их и использовать для борьбы со ср.-век. еретич. движениями, в части, с альбигойцами и вальден-сами. Позднее Н. о. превратились в мощное орудие расширения и укрепления влияния католицизма во всем мире и борьбы с прогрессивными движениями и идеями. В разное время мн. Н. о. обращались к папе с просьбой смягчить их уставы, и эти просьбы нередко удовлетворялись. Это стало причиной раскола Н. о. на сторонников строгого соблюдения первонач. устава (обсервантов) и сторонников его смягчения. В наст, время обет бедности соблюдается Н. о. весьма относительно.
НОВАТИАНЕ (по имени священников 3 в. римск. Новатиана и карфагенск. Новата) одна из раннехрист. сект, отпавших от церкви мри императоре Деции. Н. настаивали на том, что церковь не может дать прощение христианам, к-рые под yгрозой репрессий со стороны римск. властейпринесли жертвы языч. богам и тем самым предали спою веру. Церковь осудила учение II. как еретическое, но их общины сохранялись до 8 в. В движении Н. сказалось недовольство наиболее „твердых в вере христиан компромиссом церкви с „языч. властью . Следствием учения 11. был совершившийся к кон. 3 в. повсеместный переход христ. церкви от обществ, покаяния к частной исповеди.
HOBГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (церк. название жидовствующие) антицерк. и антифеод, движение в России в сер. 15 в. Подобно ср.-век. ересям Зап. Европы, она была одной из форм оппозиции феодализму, выступала за возрождение раннехрист. церкви и упразднение замкнутого сословия священников. Общая соц.-политич. направленность ересей Новгорода и Москвы не исключала наличия специфич. черт в их программах. Для Н.-м. с. было характерным: критич. отношение к христ. догмату о троице; отрицание святости икон, причащения и др. таинств; отрицание церкви как института, церк. иерархии, „поставленной по мзде и ведущей недостойный образ жизни. В этом Н.-м. е. была близка к стригольничеству. Требование отказа от накопления церковью богатств служило идейным обоснованием секуляризации Новгород, церк. земель. Т. о., критика основ христианства была направлена против феодал, гос-ва. Новгород, ересь была представлена в основном служителями культа из белого духовенства и членами их семей. Соц. состав московских вольнодумцев выглядел иначе. Здесь были представители боярства, купечества, дьяки и др. Они ставили под сомнение авторитет писаний „св. отцов церкви, отвергали монашество, отрицали учение о страшном суде, о воскресении из мертвых и личном бессмертии. Церк. соборами 1488, 1490 и 1504 Н.-м. с. была осуждена, ее участники преданы анафеме и многие из них казнены.
НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866 1924) рус. бурж. юрист и социолог. После 1917 белоэмигрант. Отвергая материализм с позиций трансцендентного идеализма, Н. пытался доказать зависимость нравственности от абсолют, божеств, начала и на этой основе сформулировать традиционную для соц. теологии концепцию сстеств. права.
НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, неохристианство - религ.-обновленч. направление в рус. обществ, мысли нач. 20 в., ориентированное на поиски средств приспособления христианства к существованию в условиях кризиса самодержавия и связанных с ним традиц. форм обществ.-политич. жизни. Возникло как реакция на неспособность традиц. рус. православия эффективно противостоять развитию ре-волюц. событий в России и распространению в массах идей марксизма-ленинизма. Наиболее известными представителями Н. х. в церк. кругах были епископ Сергий (позже - патриарх), протоиерей С. А. Соллертинский, протопресвитер И. Л. Янышев, архимандрит Антоний и др. Идеи Н. х. широко пропагандировали Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, С. Н Булгаков, С. Л. Франк и др. Взяв за основу рус. православие, они пытались так реформировать его, чтобы образовалась динамичная религ. идеология, способная подчинить своему влиянию не только либеральную буржуазию и бурж.-дворянскую интеллигенцию, но и широкие народные массы. Политич. идеалом неохристиан была заимствованная у Вл. Соловьева идея „свободной теократии , а религ. кредо - т. н. динамич. догматизм, не отбрасывающий христ. догматы, а лишь предусматривающий новое истолкование их в соответствии с духом времени. Религ. реформизм неохристиан близок модернизму цсрк. обновленцев. После Великого Октября многие идеологи Н. х. оказались в лагере контрреволюции. Их политич. воззрения взяты на вооружение совр. антикоммунизмом. В наст, вр. религ. принципы И. х. используются сторонниками модернизации совр. рус. православия.
„НОВЫЙ ГУМАНИСТ („New Humanist ) ежемесячник англ. Ассоциации рационалистич. печати, тесно связанный с Всемирн. союзом свободомыслящих. „Н. г. выступает за безоговорочное признание доминирующей роли разума, противопоставленного вере религ., за рационалистич. философию и этику, светское образование, секуляризм. Теорстич. позиции „Н. г. можно охарактеризовать как атеизм бурж.
НОВЫЙ ЗАВЕТ - часть Библии, почитаемая в качестве св. писания христианами. Название Н. з. связано с учением о новом договоре (др.-рус. „завет - договор) бога с людьми через Иисуса Христа. Состоит из 27 „книг : 4 евангелия, Деяния апостолов, 21 Послание, Откровение Иоанна (Апокалипсис) . Последовательность появления книг Н. з. не совпадает с той, в к-рой они располагаются в каноне и к-рая отстаивается христ. традицией. Первым появилось во вт. пол. 68 - нач. 69 Откровение Иоанна, в кон. 90-х гг. 1 в. ив нач. 2 в. — нек-рые из Посланий, во вт. четв. 2 в. - евангелия, в нач. вт. пол. 2 в. - Деяния и остальные Послания. Общий смысл всех „книг Н. з. церковь и христ. традиция усматривают в повествовании о воплощении в человеч. образе сына божьего Иисуса Христа (мессии), явившегося на землю, чтобы искупить первород. грех, о выполнении им этой миссии; о его воскресении после казни и вознесении на небо, где он должен дожидаться, когда ему надо будет второй раз явиться на землю и завершить дело спасения рода человеч.; о проповеднич. деятельности апостолов Христа, в результате к-рой возникли первые христ. общины, а затем и церковь. Отд. звенья этого вероучения выражены в Н. з. сбивчиво и противоречиво, так что связать их в нечто цельное оказалось весьма нелегкой задачей для богословов. Отсюда многочисл. противоречивые толкования смысла Н. з., к-рые являлись в истории христианства оправданием вероисповедных и соц.-политич. позиций боровшихся между собой направлений. Канон Н. з. устанавливался постепенно в обстановке борьбы между разными общинами первых христиан. В течение длит, времени были в ходу в качестве священных и по существу канонических мн. произведения, либо не вошедшие впоследствии в канон („Пастырь Гермы, Послания Климента Римского и Варнавы и др.), либо признанные апокрифическими (см. Апокрифы) (десятки апокрифич. евангелий - Фомы, Иакова, Петра и др., Откровение Петра, ряд Посланий и Деяний). С др. стороны, долго вызывала сомнение каноничность Откровения Иоанна, вошедшего в христ. канон позднее. Считается, что канон Н. з. был утвержден на Лаоди-кейском соборе (364), но фактически его состав неоднократно был предметом обсуждения и на последующих поместных и вселен, соборах. Претерпел множество изменений и текст канонич. книг Н. з.
„НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ , „лубковцы - одно из течений христововеров, реформированное на бурж.-церк. началах. Возникло в кон. 19 в. в результате раскола среди последователей Катасонова („Старый Израиль ) после его смерти. Основатель „Н. И. - В. Ф. Мокшин сделал попытку освободиться от „предрассудков, суеверий, невежества старого христововерия: ограничить мистицизм, централизовать организацию, укрепить духовную иерархию. Его преемник В. С. Лубков (отсюда второе название секты) отменил все аскетич. запреты, практику радений, „хождение в духе , „говорение на иноязыках , отверг почитание икон и выполнение обрядов правосл. церкви. Богослужения „Н. И. свелись к пению псалмов и проповеди. Тем самым „Н. И. превратился в своеобразную бурж.-протест. церковь. В нач. 20 в. в России насчитывалось до 20 тыс. ,,но-воизраильтян (крестьяне, представители сельской и городской буржуазии). В результате преследований со стороны церкви и царизма часть из них во главе с В. С Лубковым в 1911 эмигрировала в Уругвай. После Октябрьской революции нек-рые „новоизраильтяне вернулись на Родину. В наст. вр. существуют лишь малочисл. группы последователей „Н. И. .
НОЙ - мифич. библ. праведник, спасшийся вместе со своей семьей в ковчеге во время всемирн. потопа. Вместе с ним спаслись представители (по паре) животного мира. По окончании 150 дней потопа все обитатели ковчега вновь расселились на земле.
НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen - имя) — одно из гл. направлений ср.-век. схоластич. философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положения реализма, признававшего объективное существование общих понятий в божеств, уме. Если для крайних номиналистов существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь “звук , то для умеренного Н. последние возникают в человеч. познании в процессе абстрагирования и существование общих понятий признается если не вне человеч. разума, то в самом познающем уме. В применении к христ. теологии Н. вел к отрицанию единой божеств, субстанции трех лиц христ. троицы. Решение проблемы общих понятий в Н. было антидиалектично и могло вести к субъективизму. В то же время Н. ориентировал познание на отход от богосл. проблематики и на изучение мира природных явлений.
„НОМОКАНОН (греч.) сб. визант. канонич. (церковного) права, включавший императорские постановления (nomói), касающиеся церкви, и церк. правила (kanón). В кон. 13 в. „Н. в рус. переработке лег в основу „Кормчей книги (от старославян. „кръмьчии - рулевой), к-рая служила руководством для церкви, особенно для суда церк.
НОНКОНФОРМИСТЫ см. Диссентеры.
НОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - вид соц. норм, устанавливаемых религией. Воздействуя на сознание людей, определяют их поведение. Любая религия включает совокупность Н. р., при помощи к-рых регулирует обществ, отношения. Н. р. состоят из правил поведения (предписаний совершать определенные действия или запрета к.-л. действий), указаний на их сверхъестеств. происхождение и на средства, обеспечивающие исполнение этих правил (обещание награды или кары от сверхъсстеств. сил, угроза церк. наказанием). Для „священных книг характерно рассредоточение в их тексте указ. элементов Н. р. Так, заповедь о почитании родителей в одних местах Библии подкрепляется обещанием благополучия и долголетней жизни за ее исполнение, в других - угрозой смертью ее нарушителям, в третьих — вообще не имеет санкции. Н. р., в отличие от др. соц. норм.; возникают на основании религ. представлений. Церк. правила поведения, к-рые устанавливаются религ. орг-циями, выдаются богословами за конкретизацию „законов божьих . В эксплуатат. об-ве исполнение Н. р. в ряде случаев обеспечивается также мерами гос. принуждения.
НРАВСТВЕННОСТЬ - см. Мораль.
НУНЦИЙ (лат. nuntius - вестник) - постоянный дипломатич. представитель (посол) Ватикана в гос-вах, с к-рыми последний поддерживает дипломатич. отношения. В ряде стран Н. является дуайеном (старшиной) дипломатич. корпуса. Н. осуществляет также наблюдение за деятельностью католич. церкви в стране его пребывания.
НУСАЙРИТЫ - см. Алавиты. НУТ - см. Геб.
НЮНКА Владас Юозович (1907-1983) - сов. ученый, академик АН Литовской ССР. Автор ряда книг, брошюр и статей, посвященных критике совр. клерикализма, идеологии и политики католицизма. Осн. работы: „Национально-освободительное движение и религия (1972); „Современный Ватикан (1980).
НЬЮТОН Исаак (1643-1727) - англ. физик и математик. Опираясь на сформулированные им законы классич. механики и закон всемирн. тяготения, разработал теорию движения небесных тел, завершил формирование гелиоцентрич. системы, создал первую науч., механич. картину мира, к-рая разрушала религ. картину мира и способствовала развитию науки и материалистич. философии. Ограниченность механистич. материализма обусловила признание Н. „первого толчка как причины появления мира, но он „запретил богу „всякое дальнейшее вмешательство в свою солнечную систему (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 515). Н. обосновывал автономию науки, неортодокс. трактовку ряда библ. пророчеств.
НЬЯЯ - одна из школ др.-инд. философии, возникновение к-рой связано с именем Готамы. Осн. принципы окончательно сформулированы ко 2 в. В учении Н. разрабатывались вопросы гносеологии, впервые в Индии была создана теория силлогизма. Школа Н. теснейшим образом связана с др.-инд. филос. системой вайшешика (осн. сутры оформились не позднее 1 в.). Примерно с 7 в. учение Н. принимает осн. принципы онто-логич. учения и атомизм системы вайшешика, к-рая имела сильные материалистич. традиции.
„НЬЯЯ-СУТРА - первоисточник системы ньяя, автором считается Готама. Окончат, редакция произведена между 2-4 вв. Состоит из 5 книг, каждая из к-рых содержит 2 раздела. Согласно ,,Н.-С. , познание ведет к устранению ложного знания, это, в свою очередь, устраняет зло и страдание. Мудрость, содержащаяся в ведах, не сверхъестественна. Те же мудрецы, к-рые были авторами мед. трактатов, были и авторами s вед. „Н.-С. безразлична к идее бога, он не является ни подлинной причиной человеч. деятельности, ни причиной существования Вселенной, к-рая возникла в результате свабхава-вады, т. е. естеств. причинности. Позднейшие интерпретаторы „Н.-С. попытались выхолостить ее атеистич. смысл.
Читайте: |
---|