Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




НИБ - НЬЯ

Понятия и определения - Атеистический словарь

НИБУР Рейнхольд (1892-1971) - амер. теолог, один из крупнейших в совр. протестантизме. Кризис, потрясший в кон. 20-х гг. США, привел Н. к отказу от традиций либеральной теологии с присущей ей верой в прогресс и был осмыс­лен Н. с позиций т. н. диалектич. теологии в духе соц. пессимизма. В работе „Нравственный человек и безнравственное общество (1932) Н. выступает против оптимистич. этики „соц. евангелия , утверждает иллюзорность надежд на совершенствование человека, подчеркивая его „греховность . По Н., задача христианства — по­мочь человеку осознать „двусмыс­ленность его природы и отказать­ся от попыток подчинить себе историю, проникнуться чувством вины перед богом и уповать на спа­сающую силу его любви.

НИГИЛИЗМ        РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. nihil - ничто) - „бунт против религии с позиций эгоистич. индивида; абсолют, отрицание религии, не связанное ни с ка­кими положит, идеалами. Н. р. на уровне обыденного сознания выра­жается  в бездуховности, сугубо прагматич. отношении к жизни; на теоретич. уровне связан с субъективно-идеалистич. философией во­люнтарист, толка. Черты Н. р. от­четливо  обнаруживаются  в  соч. М. Штирнера и Ф. Ницше: противо­поставление „сильной личности , стоящей  „по ту  сторону  добра и зла , „серой массе , открыто ан­тигуманная позиция, игнорирова­ние   объективных   закономерно­стей.  Разрыв  с  позитивным со­держанием   духовной   культуры, беспринципность и цинизм обусловливают поверхностный харак­тер критики религии представите­лями Н. р., к-рые могут перейти и на позиции мистицизма. Ныне Н. р. выступает в различных фор­мах: расисты в США обрушивают­ся  на  христианство,  противопо­ставляя   идее   христ.   равенства идею „качества - расовой чисто­ты;   „сатанисты    взамен  христ. заповедей  выдвигают  „заповеди ненависти и т. д. Отождествле­ние атеизма с Н. р., свойственное бурж. фальсификаторам марксиз­ма,   совершенно   неправомерно: атеизм вообще, и более всего науч­ный, ничего общего с Н. р. не имеет.

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (ок. 1141 ок. 1209) - азерб. поэт и мысли­тель. Выступал против религ. пред­ставлений о строении Вселенной, защищал идею шарообразности Земли. Особое значение имеет скептицизм Н. в отношении по­тустороннего мира.

НИКА, Нике - в др.-греч. мифо­логии - олицетворение победы в бою или в состязании; изобра­жалась в виде женщины с крыль­ями, с лавровым венком и паль­мовой ветвью в руке. Н. - один из эпитетов Афины как богини победы.

НИКАХ (араб.) - религ. брако­сочетание в исламе, совершаемое служителем культа, к-рый читает соответствующие места из Корана и молитву. Н. может совершаться как в мечети, так и дома. Шариат разрешает мусульманину иметь одновременно до четырех закон­ных жен. Мужчина может расторг­нуть брак, произнеся трижды сло­во „талак („отпущение ). Брак может быть расторгнут и по ини­циативе женщины (по суду).

НИКЕЙСКИЕ     СОБОРЫ       см. Вселенские соборы.

НИКИТА (Еретик) - дьякон, ос­нователь и руководитель антицерк. движения 14-15 вв. в Пскове и Новгороде, известного как стри­гольничество. За выступление с требованием упразднить церк. иерархию, монашество, отд. догма­ты и таинства, церк. поборы с на­селения Н. подвергся преследова­ниям и был казнен в Новгороде в 1375.

НИКИТА ПУСТОСВЯТ (наст. фа­милия и имя - Добрынин Никита Константинович; ?-1682) - один из идеологов церк. раскола. Собо­ром 1666-1667 был отлучен от церкви и раскаялся. В 1682 Н. П. включился в движение стрельцов-раскольников за восстановление в России „старого благочестия . Принимал участие в открытом церк. диспуте 5 июля (т. н. прении о вере) в Грановитой палате. По приказу царевны Софьи был схва­чен и казнен.

НИКОЛАИТЫ — христ. секты и те­чения разных времен, обвинявшие­ся их противниками в наруше­нии седьмой заповеди, т. е. в блуде и прелюбодеянии: 1) секта ранне-христ. на Ближн. Востоке, к-рой приписывалась     общность жен; 2)                                 католич. священники, отказав­шиеся после клюнийской рефор­мы    (10—11   вв.)   от   соблюде­ния обета безбрачия (целибата); 3)  чешек, секта 15 в. (ответвле­ние адамитов), отрицавшая семью (во имя „райской невинности ) и собственность. В учениях и жиз­ни Н. отразился протест против церк. аскетизма и ханжества, а в учении чешек. Н. - в какой-то   степени   и   ранние  утопич.-социалистич. идеи с религ. окрас­кой.

НИКОЛАЙ  МИРЛИКИЙСКИЙ  - см. Николай Чудотворец.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464) - нем. философ, ученый, теолог, кардинал римск. церкви. В гл. соч. „Ученое незнание раз­вил идеи пантеизма, связанные с еретич. мистикой. Как ученый, искал точные методы исследова­ния природы. В философии защи­щал принцип единства противопо­ложностей, идеи связи всего су­щего, бесконечности Вселенной, тождественности законов небесно­го и земного миров, был пред­шественником гелиоцентризма. Признание могущества человеч. ра­зума, бесконечного движения к по­знанию истины опиралось у Н. К. на гуманистич. трактовку челове­ка. Н. К. оказал влияние на раз­витие натурфилософии Возрожде­ния.

НИКОЛАЙ      ЧУДОТВОРЕЦ    - один из наиболее почитаемых христ. святых. По церк. версии, он был архиепископом г. Миры Ликийской обл. в Малой Азии, при жизни прославился чудотворениями, за что и был канонизиро­ван. Однако, как установлено, Николай - личность мифич., а его житие почти дословно переписано с жития др. святого, Николая Пинарского. В первые века хри­стианства образ Н. Ч. был создан для вытеснения культов др.-греч. бога морей Посейдона и римск. Нептуна. Популярности Н. Ч. сре­ди верующих способствовало то, что он был объявлен покрови­телем торговли и земледелия, защитником „бедных и неиму­щих , „помощником простого люда в горестях и бедах . Факти­чески культ Н. Ч. служил закреп­лению бесправного положения бедноты, к-рая видела единств, выход из положения в молитвах этому святому, надеясь на его помощь.

НИКОЛЬСКИЙ Владимир Капитонович (1894-1953) - сов. исто­рик, этнограф и историк религии. Занимался историей старообрядче­ства, историей первобытн. об-ва, уделяя особое внимание проблеме происхождения религии. Осн. ра­боты. „Происхождение нашего ле­тосчисления (1938), „Происхож­дение религии (1940).

НИКОЛЬСКИЙ Николай Михай­лович (1877-1959) - сов. исто­рик-востоковед и историк религии. Опубликовал ряд работ, излагав­ших и отстаивавших выводы исто-рич. критики происхождения Вет­хого завета. Занимался историей Рус. правосл. церкви. Осн. работы: „История русской церкви (1931), „Еврейские и христианские празд­ники, их происхождение и исто­рия (1931), „Политеизм и моно­теизм в древнееврейской религии (1932).

НИКОН (Никита Минов, 1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси. Был священником в Москве, затем монахом, архи­мандритом москов. Новоспасско­го, монастыря (1646), а с 1648 - митрополитом Новгородским. Сблизился с царем Алексеем Ми­хайловичем, при содействии к-рого в 1652 стал патриархом. Для укрепления позиций рус. право­славия и поднятия его престижа провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по визант. образцам, кор­рективы в обрядности, введение регулярной церк. проповеди и т. п.), вызвавшую к жизни дви­жение за сохранение старых об­рядов (старообрядчество), к-рое привело к церк. расколу. Попытка поставить патриаршество выше са­модержавия породила конфликт между Н. и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Н. в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666 низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

НИЛ СОРСКИЙ (в миру - Май­ков Николай, ок. 1433-1508) - рус. церк. деятель, идеолог религ.-политич. движения нестяжатель­ства, основатель монаш. скита на р. Соре, вблизи Кирилло-Белозерского монастыря. В своем гл. соч. „Монастырский устав проповедовал аскетизм, „уход от мира , от­каз монастырей от земельной соб­ственности и накопления богатст­ва, т. е. от всякого стяжательства. Этим Н. С. надеялся поднять мо­ральный авторитет церкви, напра­вить ее деятельность в сугубо ре­лиг. русло. В 1503 на церк. соборе в Москве поддержал предложение Ивана III о лишении монастырей земельных владений. Однако это предложение встретило сильную оппозицию со стороны осифлян и было отклонено. После смерти Н. С. разработку его идей и от­стаивание их в борьбе против осифлян продолжали Вассиан Пат­рикеев (князь Васьян Косой), Артемий (игумен Троице-Сергиева монастыря) и др.

НИМБ (от лат. nimbus - облако, туча) - усл. обозначение сияния обычно вокруг головы на изобра­жениях богов, в христианстве -также богородицы, святых, анге­лов, пророков, а в Др. Греции - и героев. Происхождение Н. связа­но с солярным и астральными культами у земледельческих наро­дов, от к-рых христианство заим­ствовало иконографич. символику Н. В христ. иконографии Н. раз­личается: при изображении анге­лов и святых это просто блестя­щий кружок, у богородицы Н. часто украшается звездами, Н. бо­га-отца имеет форму шестиконеч­ной звезды.

НИМФЫ (греч. - юные девы) - в греч. мифологии - категория низш. женских божеств, олице­творения элементов земного ланд­шафта: морских и речных вод (океаниды, нереиды), источников и ручьев (наяды), деревьев (дри­ады), гор (ореады), лугов (лимониады), островов, холмов и т. д.

НИНГИРСУ - др.-шумер, бог, по­кровитель общины г. Лагаша, сын бога Энпиля, владыка земледелия. От Н. якобы зависело плодородие полей и скота.

НИНУРТУ - в шумер, мифологии бог растительности и плодородия, ипостась Нингирсу.

НИРВАНА (санскр., букв. - уга­сание) - центр, понятие религ. философии буддизма и джайнизма. Этим термином обозначается пол­ное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. — разрыв в цепи пе­рерождений, прекращение пере­воплощений, абсолют., ненаруши­мый покой. Н. не поддается никаким определениям. По по­воду того, как именно надо ее понимать, среди будд, теологов и исследователей буддизма всег­да велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуиз­ме Н. - слияние с Брахмой.

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) - нем. мыслитель, оказавший влия­ние на бурж. философию и лит-ру 20 в. В его соч. („Так говорил Заратустра , „Человеческое слиш­ком человеческое , „Антихристиа­нин , незаконч. „Воля к власти и др.) подвергнута резкой крити­ке христ. этика, к-рая, по его мнению, лишает человека полноты жизни, культивирует его бессилие и слабость, ослабляет инстинкт самосохранения. Христианство, с его т. зр., вредоноснее любого из пороков. Н. - один из наибо­лее яростных противников народ­ных масс, приближающейся „неиз­бежной революции , к-рым он противопоставлял идеал сверхче­ловека, ставящего себя выше доб­ра и зла и утверждающего свою волю к власти. Хотя Н. отвергал идеи потустороннего мира, его нельзя отнести к атеистам: его атеистич. воззрения противопо­лагаются религиозным и сущест­вуют только в связи с ними, являясь их отрицанием. Мир есть становление, бесцельность к-рого конкретизируется в идее „веч­ного возвращения , имеющего у Н. мистич. смысл. Идеи Н. яви­лись обоснованием аморализма, культа силы, использовались им-периалистич. реакцией в борь­бе против демократии и социа­лизма.

НИЦШЕАНСТВО - направление в духовной культуре Европы кон. 19 - нач. 20 в., сложившееся под влиянием идей Ф. Ницше. Харак­теризуется радик. разрывом с тра­дициями классич. философии, иде­ями бурж. демократии, ему прису­щи реакционность политич. пози­ций, крайний этич. индивидуализм. Идеи Н. использовались империа-листич. реакцией, в части, фашиз­мом, для пропаганды расизма и концепции мирового господства арийской расы.

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ   ОРДЕНЫ  - в католицизме - монашеск. орде­ны, уставы к-рых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первонач. хрис­тианства, т. е. отречения от какого бы то ни было имущества, сущест­вования на подаяние. К такого рода орденам принадлежат: фран­цисканцы, бернардинцы, капуци­ны, доминиканцы, кармелиты, августинцы, тринитарии и мн. дру­гие. Первонач. (13 в.) Н. о., напр, францисканцы, создавались в знак протеста против роскоши папско­го двора и образа жизни церков­ных иерархов. Они строго соблю­дали обет бедности. Уставы этих орденов запрещали не только каж­дому отдельн. монаху, но и ордену в целом владеть к.-л. имуществом, приносящим постоянные доходы. Папство поначалу подозрительно отнеслось к Н. о. и не спешило утверждать их уставы. Однако, увидев, что они быстро разраста­ются, приобретая авторитет и влияние, решило официально при­знать их и использовать для борь­бы со ср.-век. еретич. движениями, в части, с альбигойцами и вальден-сами. Позднее Н. о. превратились в мощное орудие расширения и укрепления влияния католицизма во всем мире и борьбы с прогрес­сивными движениями и идеями. В разное время мн. Н. о. обраща­лись к папе с просьбой смягчить их уставы, и эти просьбы неред­ко удовлетворялись. Это стало причиной раскола Н. о. на сто­ронников строгого соблюдения первонач. устава (обсервантов) и сторонников его смягчения. В наст, время обет бедности со­блюдается Н. о. весьма относи­тельно.

НОВАТИАНЕ (по имени священ­ников 3 в. римск. Новатиана и карфагенск. Новата) одна из раннехрист. сект, отпавших от цер­кви мри императоре Деции. Н. на­стаивали на том, что церковь не может дать прощение христианам, к-рые под yгрозой репрессий со стороны римск. властейпринесли жертвы языч. богам и тем самым предали спою веру. Церковь осу­дила учение II. как еретическое, но их общины сохранялись до 8 в. В движении Н. сказалось недо­вольство наиболее „твердых в ве­ре христиан компромиссом церк­ви с „языч. властью . Следствием учения 11. был совершившийся к кон. 3 в. повсеместный переход христ. церкви от обществ, покая­ния к частной исповеди.

HOBГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (церк. название жидовствующие) антицерк. и анти­феод, движение в России в сер. 15 в. Подобно ср.-век. ересям Зап. Европы, она была одной из форм оппозиции феодализму, вы­ступала за возрождение ранне­христ. церкви и упразднение замк­нутого сословия священников. Общая соц.-политич. направлен­ность ересей Новгорода и Москвы не исключала наличия специфич. черт в их программах. Для Н.-м. с. было характерным: критич. отно­шение к христ. догмату о троице; отрицание святости икон, прича­щения и др. таинств; отрицание церкви как института, церк. иерар­хии, „поставленной по мзде и ведущей недостойный образ жизни. В этом Н.-м. е. была близка к стри­гольничеству. Требование отказа от накопления церковью богатств служило идейным обоснованием секуляризации Новгород, церк. земель. Т. о., критика основ хрис­тианства была направлена против феодал, гос-ва. Новгород, ересь была представлена в основном служителями культа из белого ду­ховенства и членами их семей. Соц. состав московских вольнодумцев выглядел иначе. Здесь были пред­ставители боярства, купечества, дьяки и др. Они ставили под сом­нение авторитет писаний „св. от­цов церкви, отвергали монашество, отрицали учение о страшном суде, о воскресении из мертвых и личном бессмертии. Церк. собора­ми 1488, 1490 и 1504 Н.-м. с. была осуждена, ее участники преданы анафеме и многие из них казнены.

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866 1924) рус. бурж. юрист и социолог. После 1917 бело­эмигрант. Отвергая материализм с позиций трансцендентного идеа­лизма, Н. пытался доказать зави­симость нравственности от абсо­лют, божеств, начала и на этой основе сформулировать традици­онную для соц. теологии концеп­цию сстеств. права.

НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, нео­христианство - религ.-обновленч. направление в рус. обществ, мыс­ли нач. 20 в., ориентированное на поиски средств приспособления христианства к существованию в условиях кризиса самодержавия и связанных с ним традиц. форм обществ.-политич. жизни. Возник­ло как реакция на неспособность традиц. рус. православия эффек­тивно противостоять развитию ре-волюц. событий в России и рас­пространению в массах идей марк­сизма-ленинизма. Наиболее изве­стными представителями Н. х. в церк. кругах были епископ Сер­гий (позже - патриарх), прото­иерей С. А. Соллертинский, прото­пресвитер И. Л. Янышев, архиман­дрит Антоний и др. Идеи Н. х. ши­роко пропагандировали Н. А. Бер­дяев, Д. С. Мережковский, С. Н Булгаков, С. Л. Франк и др. Взяв за основу рус. православие, они пытались так реформировать его, чтобы образовалась динамичная религ. идеология, способная под­чинить своему влиянию не только либеральную буржуазию и бурж.-дворянскую интеллигенцию, но и широкие народные массы. Поли­тич. идеалом неохристиан была за­имствованная у Вл. Соловьева идея „свободной теократии , а ре­лиг. кредо - т. н. динамич. догма­тизм, не отбрасывающий христ. догматы, а лишь предусматриваю­щий новое истолкование их в соот­ветствии с духом времени. Религ. реформизм  неохристиан  близок модернизму цсрк. обновленцев. После Великого Октября многие идеологи Н. х. оказались в лагере контрреволюции. Их политич. воззрения взяты на вооружение совр. антикоммунизмом. В наст, вр. религ. принципы И. х. исполь­зуются сторонниками модерниза­ции совр. рус. православия.

„НОВЫЙ ГУМАНИСТ („New Humanist ) ежемесячник англ. Ассоциации рационалистич. печати, тесно связанный с Всемирн. сою­зом свободомыслящих. „Н. г. выступает за безоговорочное при­знание доминирующей роли разу­ма, противопоставленного вере религ., за рационалистич. филосо­фию и этику, светское образова­ние, секуляризм. Теорстич. пози­ции „Н. г. можно охарактеризо­вать как атеизм бурж.

НОВЫЙ ЗАВЕТ - часть Библии, почитаемая в качестве св. писания христианами. Название Н. з. связа­но с учением о новом договоре (др.-рус. „завет - договор) бога с людьми через Иисуса Христа. Состоит из 27 „книг : 4 еванге­лия, Деяния апостолов, 21 Посла­ние, Откровение Иоанна (Апока­липсис) . Последовательность появ­ления книг Н. з. не совпадает с той, в к-рой они располагаются в кано­не и к-рая отстаивается христ. тра­дицией. Первым появилось во вт. пол. 68 - нач. 69 Откровение Иоан­на, в кон. 90-х гг. 1 в. ив нач. 2 в. — нек-рые из Посланий, во вт. четв. 2 в. - евангелия, в нач. вт. пол. 2 в. - Деяния и остальные Посла­ния. Общий смысл всех „книг Н. з. церковь и христ. традиция усматривают в повествовании о воплощении в человеч. образе сына божьего Иисуса Христа (мессии), явившегося на землю, чтобы искупить первород. грех, о выполнении им этой миссии; о его воскресении после казни и вознесении на небо, где он дол­жен дожидаться, когда ему надо будет второй раз явиться на зем­лю и завершить дело спасения рода человеч.; о проповеднич. деятельности апостолов Христа, в результате к-рой возникли пер­вые христ. общины, а затем и церковь. Отд. звенья этого веро­учения выражены в Н. з. сбивчи­во и противоречиво, так что связать их в нечто цельное оказа­лось весьма нелегкой задачей для богословов. Отсюда многочисл. противоречивые толкования смыс­ла Н. з., к-рые являлись в истории христианства оправданием веро­исповедных и соц.-политич. пози­ций боровшихся между собой нап­равлений. Канон Н. з. устанавливался постепенно в обстановке борьбы между разными общинами первых христиан. В течение длит, времени были в ходу в качестве священных и по существу канони­ческих мн. произведения, либо не вошедшие впоследствии в канон („Пастырь Гермы, Послания Кли­мента Римского и Варнавы и др.), либо признанные апокрифически­ми (см. Апокрифы) (десятки апокрифич. евангелий - Фомы, Иакова, Петра и др., Откровение Петра, ряд Посланий и Деяний). С др. стороны, долго вызывала сомнение каноничность Открове­ния Иоанна, вошедшего в христ. канон позднее. Считается, что ка­нон Н. з. был утвержден на Лаоди-кейском соборе (364), но факти­чески его состав неоднократно был предметом обсуждения и на последующих поместных и вселен, соборах. Претерпел множество изменений и текст канонич. книг Н. з.

„НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ , „лубковцы - одно из течений христововеров, реформированное на бурж.-церк. началах. Возникло в кон. 19 в. в результате раскола среди последователей Катасонова („Ста­рый Израиль ) после его смерти. Основатель „Н. И. - В. Ф. Мокшин сделал попытку освободиться от „предрассудков, суеверий, неве­жества старого христововерия: ограничить мистицизм, централи­зовать организацию, укрепить ду­ховную иерархию. Его преемник В. С. Лубков (отсюда второе на­звание секты) отменил все аскетич. запреты, практику радений, „хождение в духе , „говорение на иноязыках , отверг почитание икон и выполнение обрядов правосл. церкви. Богослужения „Н. И. свелись к пению псалмов и проповеди. Тем самым „Н. И. превратился в своеобразную бурж.-протест. церковь. В нач. 20 в. в Рос­сии насчитывалось до 20 тыс. ,,но-воизраильтян (крестьяне, пред­ставители сельской и городской буржуазии). В результате преследо­ваний со стороны церкви и цариз­ма часть из них во главе с В. С Луб­ковым в 1911 эмигрировала в Уругвай. После Октябрьской рево­люции нек-рые „новоизраильтяне вернулись на Родину. В наст. вр. существуют лишь малочисл. груп­пы последователей „Н. И. .

НОЙ - мифич. библ. праведник, спасшийся вместе со своей семьей в ковчеге во время всемирн. по­топа. Вместе с ним спаслись пред­ставители (по паре) животного мира. По окончании 150 дней по­топа все обитатели ковчега вновь расселились на земле.

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen - имя) — одно из гл. направлений ср.-век. схоластич. философии. Настаивая на объективном суще­ствовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положе­ния реализма, признававшего объ­ективное существование общих понятий в божеств, уме. Если для крайних номиналистов существу­ют только единичные вещи, а об­щие понятия суть лишь “звук , то для умеренного Н. последние воз­никают в человеч. познании в про­цессе абстрагирования и существо­вание общих понятий признается если не вне человеч. разума, то в самом познающем уме. В приме­нении к христ. теологии Н. вел к отрицанию единой божеств, суб­станции трех лиц христ. троицы. Решение проблемы общих понятий в Н. было антидиалектично и мог­ло вести к субъективизму. В то же время Н. ориентировал познание на отход от богосл. проблематики и на изучение мира природных яв­лений.

„НОМОКАНОН (греч.) сб. визант. канонич. (церковного) права, включавший императорские поста­новления (nomói), касающиеся церкви, и церк. правила (kanón). В кон. 13 в. „Н. в рус. переработ­ке лег в основу „Кормчей книги (от старославян. „кръмьчии - рулевой), к-рая служила руковод­ством для церкви, особенно для суда церк.

НОНКОНФОРМИСТЫ см. Диссентеры.

НОРМЫ  РЕЛИГИОЗНЫЕ  -   вид соц. норм, устанавливаемых рели­гией. Воздействуя на сознание людей, определяют их поведение. Любая религия включает совокуп­ность Н. р., при помощи к-рых регулирует обществ, отношения. Н. р. состоят из правил поведения (предписаний совершать опреде­ленные действия или запрета к.-л. действий), указаний на их сверхъестеств. происхождение и на сред­ства, обеспечивающие исполнение этих правил (обещание награды или кары от сверхъсстеств. сил, угроза церк. наказанием). Для „священных книг характерно рассредоточение в их тексте указ. элементов Н. р. Так, заповедь о почитании родителей в одних ме­стах Библии подкрепляется обе­щанием благополучия и долголет­ней жизни за ее исполнение, в дру­гих - угрозой смертью ее нару­шителям, в третьих — вообще не имеет санкции. Н. р., в отличие от др. соц. норм.; возникают на основании религ. представлений. Церк. правила поведения, к-рые устанавливаются религ. орг-циями, выдаются богословами за кон­кретизацию „законов божьих . В эксплуатат. об-ве исполнение Н. р. в ряде случаев обеспечива­ется также мерами гос. принуж­дения.

НРАВСТВЕННОСТЬ - см. Мораль.

НУНЦИЙ (лат. nuntius - вест­ник) - постоянный дипломатич. представитель (посол) Ватикана в гос-вах, с к-рыми последний поддерживает дипломатич. отношения. В ряде стран Н. является дуайеном (старшиной) диплома­тич. корпуса. Н. осуществляет также наблюдение за деятель­ностью католич. церкви в стране его пребывания.

НУСАЙРИТЫ - см. Алавиты. НУТ - см. Геб.

НЮНКА Владас Юозович (1907-1983) - сов. ученый, академик АН Литовской ССР. Автор ряда книг, брошюр и статей, посвящен­ных критике совр. клерикализма, идеологии и политики католициз­ма. Осн. работы: „Национально-освободительное движение и рели­гия (1972); „Современный Вати­кан (1980).

НЬЮТОН Исаак (1643-1727) - англ. физик и математик. Опи­раясь на сформулированные им законы классич. механики и закон всемирн. тяготения, разработал теорию движения небесных тел, завершил формирование гелиоцентрич. системы, создал первую науч., механич. картину мира, к-рая разрушала религ. картину мира и способствовала развитию науки и материалистич. филосо­фии. Ограниченность механистич. материализма обусловила призна­ние Н. „первого толчка как причины появления мира, но он „запретил богу „всякое даль­нейшее вмешательство в свою солнечную систему (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 515). Н. обо­сновывал автономию науки, неортодокс. трактовку ряда библ. про­рочеств.

НЬЯЯ - одна из школ др.-инд. философии, возникновение к-рой связано с именем Готамы. Осн. принципы окончательно сформу­лированы ко 2 в. В учении Н. раз­рабатывались вопросы гносеоло­гии, впервые в Индии была созда­на теория силлогизма. Школа Н. теснейшим образом связана с др.-инд. филос. системой вайшешика (осн. сутры оформились не позд­нее 1 в.). Примерно с 7 в. учение Н. принимает осн. принципы онто-логич. учения и атомизм системы вайшешика, к-рая имела сильные материалистич. традиции.

„НЬЯЯ-СУТРА - первоисточник системы ньяя, автором считается Готама. Окончат, редакция про­изведена между 2-4 вв. Состоит из 5 книг, каждая из к-рых со­держит 2 раздела. Согласно ,,Н.-С. , познание ведет к устранению ложного знания, это, в свою очередь, устраняет зло и страда­ние. Мудрость, содержащаяся в ве­дах, не сверхъестественна. Те же мудрецы, к-рые были авторами мед. трактатов, были и авторами s вед. „Н.-С. безразлична к идее бога, он не является ни подлинной причиной человеч. деятельности, ни причиной существования Все­ленной, к-рая возникла в резуль­тате свабхава-вады, т. е. естеств. причинности. Позднейшие интерпретаторы „Н.-С. попытались вы­холостить ее атеистич. смысл.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ЗАВ - ЗОС

ЗАВИЙА - см. Текке. ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ - см. Не­стяжательство. ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ - сло­весная формула, имеющая, по суе­верным представлениям, чу...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...