Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




НИБ - НЬЯ

Понятия и определения - Атеистический словарь

НИБУР Рейнхольд (1892-1971) - амер. теолог, один из крупнейших в совр. протестантизме. Кризис, потрясший в кон. 20-х гг. США, привел Н. к отказу от традиций либеральной теологии с присущей ей верой в прогресс и был осмыс­лен Н. с позиций т. н. диалектич. теологии в духе соц. пессимизма. В работе „Нравственный человек и безнравственное общество (1932) Н. выступает против оптимистич. этики „соц. евангелия , утверждает иллюзорность надежд на совершенствование человека, подчеркивая его „греховность . По Н., задача христианства — по­мочь человеку осознать „двусмыс­ленность его природы и отказать­ся от попыток подчинить себе историю, проникнуться чувством вины перед богом и уповать на спа­сающую силу его любви.

НИГИЛИЗМ        РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. nihil - ничто) - „бунт против религии с позиций эгоистич. индивида; абсолют, отрицание религии, не связанное ни с ка­кими положит, идеалами. Н. р. на уровне обыденного сознания выра­жается  в бездуховности, сугубо прагматич. отношении к жизни; на теоретич. уровне связан с субъективно-идеалистич. философией во­люнтарист, толка. Черты Н. р. от­четливо  обнаруживаются  в  соч. М. Штирнера и Ф. Ницше: противо­поставление „сильной личности , стоящей  „по ту  сторону  добра и зла , „серой массе , открыто ан­тигуманная позиция, игнорирова­ние   объективных   закономерно­стей.  Разрыв  с  позитивным со­держанием   духовной   культуры, беспринципность и цинизм обусловливают поверхностный харак­тер критики религии представите­лями Н. р., к-рые могут перейти и на позиции мистицизма. Ныне Н. р. выступает в различных фор­мах: расисты в США обрушивают­ся  на  христианство,  противопо­ставляя   идее   христ.   равенства идею „качества - расовой чисто­ты;   „сатанисты    взамен  христ. заповедей  выдвигают  „заповеди ненависти и т. д. Отождествле­ние атеизма с Н. р., свойственное бурж. фальсификаторам марксиз­ма,   совершенно   неправомерно: атеизм вообще, и более всего науч­ный, ничего общего с Н. р. не имеет.

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (ок. 1141 ок. 1209) - азерб. поэт и мысли­тель. Выступал против религ. пред­ставлений о строении Вселенной, защищал идею шарообразности Земли. Особое значение имеет скептицизм Н. в отношении по­тустороннего мира.

НИКА, Нике - в др.-греч. мифо­логии - олицетворение победы в бою или в состязании; изобра­жалась в виде женщины с крыль­ями, с лавровым венком и паль­мовой ветвью в руке. Н. - один из эпитетов Афины как богини победы.

НИКАХ (араб.) - религ. брако­сочетание в исламе, совершаемое служителем культа, к-рый читает соответствующие места из Корана и молитву. Н. может совершаться как в мечети, так и дома. Шариат разрешает мусульманину иметь одновременно до четырех закон­ных жен. Мужчина может расторг­нуть брак, произнеся трижды сло­во „талак („отпущение ). Брак может быть расторгнут и по ини­циативе женщины (по суду).

НИКЕЙСКИЕ     СОБОРЫ       см. Вселенские соборы.

НИКИТА (Еретик) - дьякон, ос­нователь и руководитель антицерк. движения 14-15 вв. в Пскове и Новгороде, известного как стри­гольничество. За выступление с требованием упразднить церк. иерархию, монашество, отд. догма­ты и таинства, церк. поборы с на­селения Н. подвергся преследова­ниям и был казнен в Новгороде в 1375.

НИКИТА ПУСТОСВЯТ (наст. фа­милия и имя - Добрынин Никита Константинович; ?-1682) - один из идеологов церк. раскола. Собо­ром 1666-1667 был отлучен от церкви и раскаялся. В 1682 Н. П. включился в движение стрельцов-раскольников за восстановление в России „старого благочестия . Принимал участие в открытом церк. диспуте 5 июля (т. н. прении о вере) в Грановитой палате. По приказу царевны Софьи был схва­чен и казнен.

НИКОЛАИТЫ — христ. секты и те­чения разных времен, обвинявшие­ся их противниками в наруше­нии седьмой заповеди, т. е. в блуде и прелюбодеянии: 1) секта ранне-христ. на Ближн. Востоке, к-рой приписывалась     общность жен; 2)                                 католич. священники, отказав­шиеся после клюнийской рефор­мы    (10—11   вв.)   от   соблюде­ния обета безбрачия (целибата); 3)  чешек, секта 15 в. (ответвле­ние адамитов), отрицавшая семью (во имя „райской невинности ) и собственность. В учениях и жиз­ни Н. отразился протест против церк. аскетизма и ханжества, а в учении чешек. Н. - в какой-то   степени   и   ранние  утопич.-социалистич. идеи с религ. окрас­кой.

НИКОЛАЙ  МИРЛИКИЙСКИЙ  - см. Николай Чудотворец.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464) - нем. философ, ученый, теолог, кардинал римск. церкви. В гл. соч. „Ученое незнание раз­вил идеи пантеизма, связанные с еретич. мистикой. Как ученый, искал точные методы исследова­ния природы. В философии защи­щал принцип единства противопо­ложностей, идеи связи всего су­щего, бесконечности Вселенной, тождественности законов небесно­го и земного миров, был пред­шественником гелиоцентризма. Признание могущества человеч. ра­зума, бесконечного движения к по­знанию истины опиралось у Н. К. на гуманистич. трактовку челове­ка. Н. К. оказал влияние на раз­витие натурфилософии Возрожде­ния.

НИКОЛАЙ      ЧУДОТВОРЕЦ    - один из наиболее почитаемых христ. святых. По церк. версии, он был архиепископом г. Миры Ликийской обл. в Малой Азии, при жизни прославился чудотворениями, за что и был канонизиро­ван. Однако, как установлено, Николай - личность мифич., а его житие почти дословно переписано с жития др. святого, Николая Пинарского. В первые века хри­стианства образ Н. Ч. был создан для вытеснения культов др.-греч. бога морей Посейдона и римск. Нептуна. Популярности Н. Ч. сре­ди верующих способствовало то, что он был объявлен покрови­телем торговли и земледелия, защитником „бедных и неиму­щих , „помощником простого люда в горестях и бедах . Факти­чески культ Н. Ч. служил закреп­лению бесправного положения бедноты, к-рая видела единств, выход из положения в молитвах этому святому, надеясь на его помощь.

НИКОЛЬСКИЙ Владимир Капитонович (1894-1953) - сов. исто­рик, этнограф и историк религии. Занимался историей старообрядче­ства, историей первобытн. об-ва, уделяя особое внимание проблеме происхождения религии. Осн. ра­боты. „Происхождение нашего ле­тосчисления (1938), „Происхож­дение религии (1940).

НИКОЛЬСКИЙ Николай Михай­лович (1877-1959) - сов. исто­рик-востоковед и историк религии. Опубликовал ряд работ, излагав­ших и отстаивавших выводы исто-рич. критики происхождения Вет­хого завета. Занимался историей Рус. правосл. церкви. Осн. работы: „История русской церкви (1931), „Еврейские и христианские празд­ники, их происхождение и исто­рия (1931), „Политеизм и моно­теизм в древнееврейской религии (1932).

НИКОН (Никита Минов, 1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси. Был священником в Москве, затем монахом, архи­мандритом москов. Новоспасско­го, монастыря (1646), а с 1648 - митрополитом Новгородским. Сблизился с царем Алексеем Ми­хайловичем, при содействии к-рого в 1652 стал патриархом. Для укрепления позиций рус. право­славия и поднятия его престижа провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по визант. образцам, кор­рективы в обрядности, введение регулярной церк. проповеди и т. п.), вызвавшую к жизни дви­жение за сохранение старых об­рядов (старообрядчество), к-рое привело к церк. расколу. Попытка поставить патриаршество выше са­модержавия породила конфликт между Н. и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Н. в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666 низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

НИЛ СОРСКИЙ (в миру - Май­ков Николай, ок. 1433-1508) - рус. церк. деятель, идеолог религ.-политич. движения нестяжатель­ства, основатель монаш. скита на р. Соре, вблизи Кирилло-Белозерского монастыря. В своем гл. соч. „Монастырский устав проповедовал аскетизм, „уход от мира , от­каз монастырей от земельной соб­ственности и накопления богатст­ва, т. е. от всякого стяжательства. Этим Н. С. надеялся поднять мо­ральный авторитет церкви, напра­вить ее деятельность в сугубо ре­лиг. русло. В 1503 на церк. соборе в Москве поддержал предложение Ивана III о лишении монастырей земельных владений. Однако это предложение встретило сильную оппозицию со стороны осифлян и было отклонено. После смерти Н. С. разработку его идей и от­стаивание их в борьбе против осифлян продолжали Вассиан Пат­рикеев (князь Васьян Косой), Артемий (игумен Троице-Сергиева монастыря) и др.

НИМБ (от лат. nimbus - облако, туча) - усл. обозначение сияния обычно вокруг головы на изобра­жениях богов, в христианстве -также богородицы, святых, анге­лов, пророков, а в Др. Греции - и героев. Происхождение Н. связа­но с солярным и астральными культами у земледельческих наро­дов, от к-рых христианство заим­ствовало иконографич. символику Н. В христ. иконографии Н. раз­личается: при изображении анге­лов и святых это просто блестя­щий кружок, у богородицы Н. часто украшается звездами, Н. бо­га-отца имеет форму шестиконеч­ной звезды.

НИМФЫ (греч. - юные девы) - в греч. мифологии - категория низш. женских божеств, олице­творения элементов земного ланд­шафта: морских и речных вод (океаниды, нереиды), источников и ручьев (наяды), деревьев (дри­ады), гор (ореады), лугов (лимониады), островов, холмов и т. д.

НИНГИРСУ - др.-шумер, бог, по­кровитель общины г. Лагаша, сын бога Энпиля, владыка земледелия. От Н. якобы зависело плодородие полей и скота.

НИНУРТУ - в шумер, мифологии бог растительности и плодородия, ипостась Нингирсу.

НИРВАНА (санскр., букв. - уга­сание) - центр, понятие религ. философии буддизма и джайнизма. Этим термином обозначается пол­ное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. — разрыв в цепи пе­рерождений, прекращение пере­воплощений, абсолют., ненаруши­мый покой. Н. не поддается никаким определениям. По по­воду того, как именно надо ее понимать, среди будд, теологов и исследователей буддизма всег­да велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуиз­ме Н. - слияние с Брахмой.

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) - нем. мыслитель, оказавший влия­ние на бурж. философию и лит-ру 20 в. В его соч. („Так говорил Заратустра , „Человеческое слиш­ком человеческое , „Антихристиа­нин , незаконч. „Воля к власти и др.) подвергнута резкой крити­ке христ. этика, к-рая, по его мнению, лишает человека полноты жизни, культивирует его бессилие и слабость, ослабляет инстинкт самосохранения. Христианство, с его т. зр., вредоноснее любого из пороков. Н. - один из наибо­лее яростных противников народ­ных масс, приближающейся „неиз­бежной революции , к-рым он противопоставлял идеал сверхче­ловека, ставящего себя выше доб­ра и зла и утверждающего свою волю к власти. Хотя Н. отвергал идеи потустороннего мира, его нельзя отнести к атеистам: его атеистич. воззрения противопо­лагаются религиозным и сущест­вуют только в связи с ними, являясь их отрицанием. Мир есть становление, бесцельность к-рого конкретизируется в идее „веч­ного возвращения , имеющего у Н. мистич. смысл. Идеи Н. яви­лись обоснованием аморализма, культа силы, использовались им-периалистич. реакцией в борь­бе против демократии и социа­лизма.

НИЦШЕАНСТВО - направление в духовной культуре Европы кон. 19 - нач. 20 в., сложившееся под влиянием идей Ф. Ницше. Харак­теризуется радик. разрывом с тра­дициями классич. философии, иде­ями бурж. демократии, ему прису­щи реакционность политич. пози­ций, крайний этич. индивидуализм. Идеи Н. использовались империа-листич. реакцией, в части, фашиз­мом, для пропаганды расизма и концепции мирового господства арийской расы.

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ   ОРДЕНЫ  - в католицизме - монашеск. орде­ны, уставы к-рых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первонач. хрис­тианства, т. е. отречения от какого бы то ни было имущества, сущест­вования на подаяние. К такого рода орденам принадлежат: фран­цисканцы, бернардинцы, капуци­ны, доминиканцы, кармелиты, августинцы, тринитарии и мн. дру­гие. Первонач. (13 в.) Н. о., напр, францисканцы, создавались в знак протеста против роскоши папско­го двора и образа жизни церков­ных иерархов. Они строго соблю­дали обет бедности. Уставы этих орденов запрещали не только каж­дому отдельн. монаху, но и ордену в целом владеть к.-л. имуществом, приносящим постоянные доходы. Папство поначалу подозрительно отнеслось к Н. о. и не спешило утверждать их уставы. Однако, увидев, что они быстро разраста­ются, приобретая авторитет и влияние, решило официально при­знать их и использовать для борь­бы со ср.-век. еретич. движениями, в части, с альбигойцами и вальден-сами. Позднее Н. о. превратились в мощное орудие расширения и укрепления влияния католицизма во всем мире и борьбы с прогрес­сивными движениями и идеями. В разное время мн. Н. о. обраща­лись к папе с просьбой смягчить их уставы, и эти просьбы неред­ко удовлетворялись. Это стало причиной раскола Н. о. на сто­ронников строгого соблюдения первонач. устава (обсервантов) и сторонников его смягчения. В наст, время обет бедности со­блюдается Н. о. весьма относи­тельно.

НОВАТИАНЕ (по имени священ­ников 3 в. римск. Новатиана и карфагенск. Новата) одна из раннехрист. сект, отпавших от цер­кви мри императоре Деции. Н. на­стаивали на том, что церковь не может дать прощение христианам, к-рые под yгрозой репрессий со стороны римск. властейпринесли жертвы языч. богам и тем самым предали спою веру. Церковь осу­дила учение II. как еретическое, но их общины сохранялись до 8 в. В движении Н. сказалось недо­вольство наиболее „твердых в ве­ре христиан компромиссом церк­ви с „языч. властью . Следствием учения 11. был совершившийся к кон. 3 в. повсеместный переход христ. церкви от обществ, покая­ния к частной исповеди.

HOBГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (церк. название жидовствующие) антицерк. и анти­феод, движение в России в сер. 15 в. Подобно ср.-век. ересям Зап. Европы, она была одной из форм оппозиции феодализму, вы­ступала за возрождение ранне­христ. церкви и упразднение замк­нутого сословия священников. Общая соц.-политич. направлен­ность ересей Новгорода и Москвы не исключала наличия специфич. черт в их программах. Для Н.-м. с. было характерным: критич. отно­шение к христ. догмату о троице; отрицание святости икон, прича­щения и др. таинств; отрицание церкви как института, церк. иерар­хии, „поставленной по мзде и ведущей недостойный образ жизни. В этом Н.-м. е. была близка к стри­гольничеству. Требование отказа от накопления церковью богатств служило идейным обоснованием секуляризации Новгород, церк. земель. Т. о., критика основ хрис­тианства была направлена против феодал, гос-ва. Новгород, ересь была представлена в основном служителями культа из белого ду­ховенства и членами их семей. Соц. состав московских вольнодумцев выглядел иначе. Здесь были пред­ставители боярства, купечества, дьяки и др. Они ставили под сом­нение авторитет писаний „св. от­цов церкви, отвергали монашество, отрицали учение о страшном суде, о воскресении из мертвых и личном бессмертии. Церк. собора­ми 1488, 1490 и 1504 Н.-м. с. была осуждена, ее участники преданы анафеме и многие из них казнены.

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866 1924) рус. бурж. юрист и социолог. После 1917 бело­эмигрант. Отвергая материализм с позиций трансцендентного идеа­лизма, Н. пытался доказать зави­симость нравственности от абсо­лют, божеств, начала и на этой основе сформулировать традици­онную для соц. теологии концеп­цию сстеств. права.

НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, нео­христианство - религ.-обновленч. направление в рус. обществ, мыс­ли нач. 20 в., ориентированное на поиски средств приспособления христианства к существованию в условиях кризиса самодержавия и связанных с ним традиц. форм обществ.-политич. жизни. Возник­ло как реакция на неспособность традиц. рус. православия эффек­тивно противостоять развитию ре-волюц. событий в России и рас­пространению в массах идей марк­сизма-ленинизма. Наиболее изве­стными представителями Н. х. в церк. кругах были епископ Сер­гий (позже - патриарх), прото­иерей С. А. Соллертинский, прото­пресвитер И. Л. Янышев, архиман­дрит Антоний и др. Идеи Н. х. ши­роко пропагандировали Н. А. Бер­дяев, Д. С. Мережковский, С. Н Булгаков, С. Л. Франк и др. Взяв за основу рус. православие, они пытались так реформировать его, чтобы образовалась динамичная религ. идеология, способная под­чинить своему влиянию не только либеральную буржуазию и бурж.-дворянскую интеллигенцию, но и широкие народные массы. Поли­тич. идеалом неохристиан была за­имствованная у Вл. Соловьева идея „свободной теократии , а ре­лиг. кредо - т. н. динамич. догма­тизм, не отбрасывающий христ. догматы, а лишь предусматриваю­щий новое истолкование их в соот­ветствии с духом времени. Религ. реформизм  неохристиан  близок модернизму цсрк. обновленцев. После Великого Октября многие идеологи Н. х. оказались в лагере контрреволюции. Их политич. воззрения взяты на вооружение совр. антикоммунизмом. В наст, вр. религ. принципы И. х. исполь­зуются сторонниками модерниза­ции совр. рус. православия.

„НОВЫЙ ГУМАНИСТ („New Humanist ) ежемесячник англ. Ассоциации рационалистич. печати, тесно связанный с Всемирн. сою­зом свободомыслящих. „Н. г. выступает за безоговорочное при­знание доминирующей роли разу­ма, противопоставленного вере религ., за рационалистич. филосо­фию и этику, светское образова­ние, секуляризм. Теорстич. пози­ции „Н. г. можно охарактеризо­вать как атеизм бурж.

НОВЫЙ ЗАВЕТ - часть Библии, почитаемая в качестве св. писания христианами. Название Н. з. связа­но с учением о новом договоре (др.-рус. „завет - договор) бога с людьми через Иисуса Христа. Состоит из 27 „книг : 4 еванге­лия, Деяния апостолов, 21 Посла­ние, Откровение Иоанна (Апока­липсис) . Последовательность появ­ления книг Н. з. не совпадает с той, в к-рой они располагаются в кано­не и к-рая отстаивается христ. тра­дицией. Первым появилось во вт. пол. 68 - нач. 69 Откровение Иоан­на, в кон. 90-х гг. 1 в. ив нач. 2 в. — нек-рые из Посланий, во вт. четв. 2 в. - евангелия, в нач. вт. пол. 2 в. - Деяния и остальные Посла­ния. Общий смысл всех „книг Н. з. церковь и христ. традиция усматривают в повествовании о воплощении в человеч. образе сына божьего Иисуса Христа (мессии), явившегося на землю, чтобы искупить первород. грех, о выполнении им этой миссии; о его воскресении после казни и вознесении на небо, где он дол­жен дожидаться, когда ему надо будет второй раз явиться на зем­лю и завершить дело спасения рода человеч.; о проповеднич. деятельности апостолов Христа, в результате к-рой возникли пер­вые христ. общины, а затем и церковь. Отд. звенья этого веро­учения выражены в Н. з. сбивчи­во и противоречиво, так что связать их в нечто цельное оказа­лось весьма нелегкой задачей для богословов. Отсюда многочисл. противоречивые толкования смыс­ла Н. з., к-рые являлись в истории христианства оправданием веро­исповедных и соц.-политич. пози­ций боровшихся между собой нап­равлений. Канон Н. з. устанавливался постепенно в обстановке борьбы между разными общинами первых христиан. В течение длит, времени были в ходу в качестве священных и по существу канони­ческих мн. произведения, либо не вошедшие впоследствии в канон („Пастырь Гермы, Послания Кли­мента Римского и Варнавы и др.), либо признанные апокрифически­ми (см. Апокрифы) (десятки апокрифич. евангелий - Фомы, Иакова, Петра и др., Откровение Петра, ряд Посланий и Деяний). С др. стороны, долго вызывала сомнение каноничность Открове­ния Иоанна, вошедшего в христ. канон позднее. Считается, что ка­нон Н. з. был утвержден на Лаоди-кейском соборе (364), но факти­чески его состав неоднократно был предметом обсуждения и на последующих поместных и вселен, соборах. Претерпел множество изменений и текст канонич. книг Н. з.

„НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ , „лубковцы - одно из течений христововеров, реформированное на бурж.-церк. началах. Возникло в кон. 19 в. в результате раскола среди последователей Катасонова („Ста­рый Израиль ) после его смерти. Основатель „Н. И. - В. Ф. Мокшин сделал попытку освободиться от „предрассудков, суеверий, неве­жества старого христововерия: ограничить мистицизм, централи­зовать организацию, укрепить ду­ховную иерархию. Его преемник В. С. Лубков (отсюда второе на­звание секты) отменил все аскетич. запреты, практику радений, „хождение в духе , „говорение на иноязыках , отверг почитание икон и выполнение обрядов правосл. церкви. Богослужения „Н. И. свелись к пению псалмов и проповеди. Тем самым „Н. И. превратился в своеобразную бурж.-протест. церковь. В нач. 20 в. в Рос­сии насчитывалось до 20 тыс. ,,но-воизраильтян (крестьяне, пред­ставители сельской и городской буржуазии). В результате преследо­ваний со стороны церкви и цариз­ма часть из них во главе с В. С Луб­ковым в 1911 эмигрировала в Уругвай. После Октябрьской рево­люции нек-рые „новоизраильтяне вернулись на Родину. В наст. вр. существуют лишь малочисл. груп­пы последователей „Н. И. .

НОЙ - мифич. библ. праведник, спасшийся вместе со своей семьей в ковчеге во время всемирн. по­топа. Вместе с ним спаслись пред­ставители (по паре) животного мира. По окончании 150 дней по­топа все обитатели ковчега вновь расселились на земле.

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen - имя) — одно из гл. направлений ср.-век. схоластич. философии. Настаивая на объективном суще­ствовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положе­ния реализма, признававшего объ­ективное существование общих понятий в божеств, уме. Если для крайних номиналистов существу­ют только единичные вещи, а об­щие понятия суть лишь “звук , то для умеренного Н. последние воз­никают в человеч. познании в про­цессе абстрагирования и существо­вание общих понятий признается если не вне человеч. разума, то в самом познающем уме. В приме­нении к христ. теологии Н. вел к отрицанию единой божеств, суб­станции трех лиц христ. троицы. Решение проблемы общих понятий в Н. было антидиалектично и мог­ло вести к субъективизму. В то же время Н. ориентировал познание на отход от богосл. проблематики и на изучение мира природных яв­лений.

„НОМОКАНОН (греч.) сб. визант. канонич. (церковного) права, включавший императорские поста­новления (nomói), касающиеся церкви, и церк. правила (kanón). В кон. 13 в. „Н. в рус. переработ­ке лег в основу „Кормчей книги (от старославян. „кръмьчии - рулевой), к-рая служила руковод­ством для церкви, особенно для суда церк.

НОНКОНФОРМИСТЫ см. Диссентеры.

НОРМЫ  РЕЛИГИОЗНЫЕ  -   вид соц. норм, устанавливаемых рели­гией. Воздействуя на сознание людей, определяют их поведение. Любая религия включает совокуп­ность Н. р., при помощи к-рых регулирует обществ, отношения. Н. р. состоят из правил поведения (предписаний совершать опреде­ленные действия или запрета к.-л. действий), указаний на их сверхъестеств. происхождение и на сред­ства, обеспечивающие исполнение этих правил (обещание награды или кары от сверхъсстеств. сил, угроза церк. наказанием). Для „священных книг характерно рассредоточение в их тексте указ. элементов Н. р. Так, заповедь о почитании родителей в одних ме­стах Библии подкрепляется обе­щанием благополучия и долголет­ней жизни за ее исполнение, в дру­гих - угрозой смертью ее нару­шителям, в третьих — вообще не имеет санкции. Н. р., в отличие от др. соц. норм.; возникают на основании религ. представлений. Церк. правила поведения, к-рые устанавливаются религ. орг-циями, выдаются богословами за кон­кретизацию „законов божьих . В эксплуатат. об-ве исполнение Н. р. в ряде случаев обеспечива­ется также мерами гос. принуж­дения.

НРАВСТВЕННОСТЬ - см. Мораль.

НУНЦИЙ (лат. nuntius - вест­ник) - постоянный дипломатич. представитель (посол) Ватикана в гос-вах, с к-рыми последний поддерживает дипломатич. отношения. В ряде стран Н. является дуайеном (старшиной) диплома­тич. корпуса. Н. осуществляет также наблюдение за деятель­ностью католич. церкви в стране его пребывания.

НУСАЙРИТЫ - см. Алавиты. НУТ - см. Геб.

НЮНКА Владас Юозович (1907-1983) - сов. ученый, академик АН Литовской ССР. Автор ряда книг, брошюр и статей, посвящен­ных критике совр. клерикализма, идеологии и политики католициз­ма. Осн. работы: „Национально-освободительное движение и рели­гия (1972); „Современный Вати­кан (1980).

НЬЮТОН Исаак (1643-1727) - англ. физик и математик. Опи­раясь на сформулированные им законы классич. механики и закон всемирн. тяготения, разработал теорию движения небесных тел, завершил формирование гелиоцентрич. системы, создал первую науч., механич. картину мира, к-рая разрушала религ. картину мира и способствовала развитию науки и материалистич. филосо­фии. Ограниченность механистич. материализма обусловила призна­ние Н. „первого толчка как причины появления мира, но он „запретил богу „всякое даль­нейшее вмешательство в свою солнечную систему (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 515). Н. обо­сновывал автономию науки, неортодокс. трактовку ряда библ. про­рочеств.

НЬЯЯ - одна из школ др.-инд. философии, возникновение к-рой связано с именем Готамы. Осн. принципы окончательно сформу­лированы ко 2 в. В учении Н. раз­рабатывались вопросы гносеоло­гии, впервые в Индии была созда­на теория силлогизма. Школа Н. теснейшим образом связана с др.-инд. филос. системой вайшешика (осн. сутры оформились не позд­нее 1 в.). Примерно с 7 в. учение Н. принимает осн. принципы онто-логич. учения и атомизм системы вайшешика, к-рая имела сильные материалистич. традиции.

„НЬЯЯ-СУТРА - первоисточник системы ньяя, автором считается Готама. Окончат, редакция про­изведена между 2-4 вв. Состоит из 5 книг, каждая из к-рых со­держит 2 раздела. Согласно ,,Н.-С. , познание ведет к устранению ложного знания, это, в свою очередь, устраняет зло и страда­ние. Мудрость, содержащаяся в ве­дах, не сверхъестественна. Те же мудрецы, к-рые были авторами мед. трактатов, были и авторами s вед. „Н.-С. безразлична к идее бога, он не является ни подлинной причиной человеч. деятельности, ни причиной существования Все­ленной, к-рая возникла в резуль­тате свабхава-вады, т. е. естеств. причинности. Позднейшие интерпретаторы „Н.-С. попытались вы­холостить ее атеистич. смысл.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Словарь Атеиста:

ШАБ - ШУМ

ШАБУОТ, шевуот (др.-евр. - праздник недель) - иуд. празд­ник, первоначально земледельче­ский („праздник жатвы — Исх. 23 : 16), впоследствии истолко­ванный как праздник в память дарования Торы на горе Синае пр...

Авторизация



Движение атеизма:

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...