Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ОЗН - ОМО

Понятия и определения - Атеистический словарь

„О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕ­ГО МАТЕРИАЛИЗМА - статья В. И. Ленина, впервые опублико­ванная в журн. „Под знаменем марксизма (1922, № 3). Ее назы­вают Ленинск, филос. завещанием. В статье определены осн. задачи и направления развития сов. фи­лос. науки. Большое значение Ленин придавал союзу философов-марксистов с последоват. материа­листами, не принадлежащими к партии коммунистов, с предста­вителями естествознания, к-рые склоняются к материализму. Без анализа проблем, выдвигаемых науч. революцией, без привлечения к этому естествоиспытателей мате­риализм не может быть последо­вательным и воинствующим. В то же время без „солидного фило­софского обоснования ни естеств. науки, ни материализм не могут бороться против бурж. идей. В комплексе задач по формирова­нию науч. мировоззрения у трудя­щихся Ленин выделил две: неук­лонное разоблачение клас. сущно­сти теорий „дипломированных ла­кеев поповщины , в какой бы области (социологии, религиове­дении и т. д.) и под какой бы вы­веской они ни выступали; систематич. пропаганду воинств, атеиз­ма, сочетающуюся с науч. исследо­ваниями в области религии. Отме­тив имеющиеся здесь недостатки, Ленин говорит, что „самое важ­ное - пробудить массы от „ре­лигиозного сна , суметь заинтере­совать их „сознательным отноше­нием к религиозным вопросам и сознательной критикой религии . С этой целью Ленин советовал давать массам самый разнообраз­ный атеистич. материал, издавать все самое ценное из мир. антирелиг. лит-ры, прежде всего антирелиг. публицистику 18 в. На приме­ре работ А. Древса и Р. Ю. Виппера Ленин показал целесообразность той или иной формы „союза с бурж. критиками религии, при учете  их соц.  позиции.  Говоря об издании атеистич. лит-ры, о ре­ферировании всего ценного по этой теме, Ленин акцентировал внимание марксистов на книгах и брошюрах, раскрывающих связь клас. интересов буржуазии с ре­лиг. учреждениями и религ. про­пагандой, что особенно ясно видно на примере соц. роли религии в США.

„О   СВЯЩЕННОЙ   ЛИТУРГИИ (лат. „Sacrosanctum consilium -„Священный собор ) - консти­туция церк., утверждена II Вати­кан, собором 4 декабря 1963. Она вносит нек-рые новые моменты в порядок и установления, относя­щиеся к ритуалу церкви, модерни­зирует ее культовую практику. Конституция „О с. л. ввела в ли­тургию нац. языки в целях активи­зации мирян в процессе богослу­жения. В этом церк. документе имеется пункт о включении нац. музыки и танцев в католич. бого­служение.

„О ТРЕХ ОБМАНЩИКАХ - ср.-век. трактат, в к-ром доказывает­ся ложность иудаизма, христианст­ва и ислама на том основании, что они созданы в корыстных целях „великими обманщиками — Мои­сеем, Христом и Мухаммедом. Эта идея возникла в 9 в. на Ближн. Востоке, с 13 в. распространилась в Европе. Авторство трактата „О т. о. приписывалось мн. лицам на протяжении 9-17 вв. Ныне известен анонимный трактат „От. о. Год 1598 на лат. языке (не ра­нее вт. пол. 17 в.), а также сход­ный с ним - „Мысли Спинозы (Гаага, 1719, на франц. языке). Их авторы использовали идеи пред­шествовавших атеистов — от Эпи­кура до Гоббса и Спинозы. С рационалистич. позиций рассматри­вали содержание св. книг, выяв­ляли противоречивость их положе­ний, расхождения между религия­ми. Автор трактата „О т. о. ста­вит вопрос о необходимости исследования каждой религии и секты и обосновывает идею преемствен­ности религий: иудаизм опирается на язычество, христианство — на иудаизм, ислам - на христианство и иудаизм. Религия - порождение невежества народа и обмана мо­шенников - „прежде всего нужна правителям и богачам для обузда­ния народа . Трактат „О т. о. опубликован на рус. языке в кн. „Анонимные атеистические трак­таты . М., 1969.

„О ЦЕРКВИ (лат. „Lumen genti urn „Спет народов ) - кон­ституция, принятая 11 Ватикан, со­борам (1962 1965). В ней рас­сматриваются вопросы руковод­ства католич. церковью, измене­ния ее структуры, подготовки и использования церк. кадров, обосновывается верховенство власти папы римск., содержатся положения о коллегиальности епископата, повышении его роли в руководстве церковью и т. д. Особое внимание уделяется в нем низш. ступени в католич. церк. иерархии - дьяконам, к-рые полу­чили право совершать обряды крещения, причащения, бракосоче­тания, елеосвящения, отпевания, проводить обшую молитву.

„О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (лат. „Gaudium et spes -„Радость и надежда ) — конститу­ция церк. (пастырская), принятая И Ватикан, собором (1962-1965). В ней сформулирована позиция ка­толич. церкви в отношении важ­нейших соц. проблем современно­сти - войны и мира, соц. справед­ливости, соц.-экономич. развития стран, получивших политич. неза­висимость, положения трудящих­ся и т. д. В документе содержатся нек-рые новые моменты в соц. доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объедине­ние, признается законность заба­стовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговаривается, что она должна всегда рассматривать­ся как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как условие свободы человека, но при этом довольно резко кри­тикуются нек-рые „пороки капитализма. В конституции провоз­глашается, что церковь не связы­вает себя с какой-то одной фор­мой человеч. культуры или же политич., экономия, и соц. систе­мой. Однако такая позиция по существу означает лишь завуали­рованную поддержку капитализ­ма. Конституция призвала к пре­дотвращению войны, осудила гон­ку вооружений и высказалась за разоружение. В этом отразились чаяния верующих, заинтересован­ных в упрочении мира и безопас­ности народов.

„ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ декрет СНК РСФСР, изданный 23 января (5 февраля) 1918. Декрет подвел своеобраз­ный итог первых законодат. ак­тов Сов. республики, закрепив­ших завоевания социалистич. де­мократии, широкие права и свобо­ды всех граждан нашей страны. Сов. гос-во этим декретом эманси­пировалось от церкви, на деле осуществило равенство всех рели­гий; запретило в пределах респуб­лики издавать к.-л. местные зако­ны или постановления, к-рые бы стесняли или ограничивали свобо­ду совести или устанавливали ка­кие бы то ни было преимущества или привилегии на основе вероис­поведной принадлежности граждан; сформулировало подлинно социа­листич. правовую норму, согласно к-рой каждый гражданин получил свободу исповедовать любую ре­лигию или не исповедовать ника­кой; отменило всякие праволише-ния, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, устранило из всех офиц. актов всякое указание на религ. принад­лежность и непринадлежность граждан; обеспечило свободное исполнение религ. обрядов пос­тольку, поскольку они не наруша­ют обществ, порядка и не сопро­вождаются посягательством на права граждан Сов. республики. Признавая право каждого гражданина исповедовать любую рели­гию, декрет в то же время устано­вил, что „никто не может, ссы­лаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей (ст. 6). Все граждане имеют как равные права, так и равные обя­занности. Все орг-ции религ. пре­вращены в частные об-ва верую­щих, содержащиеся на средства самих верующих, но не гос-ва. Запрещались принудит, взыскания сборов и обложений в пользу церк. и религ. об-в. Важнейшим поло­жением декрета является отделе­ние школы от церкви, запрещаю­щее вмешательство церкви в вос­питание молодежи, принудит, при­общение учащихся к религии. Воспитание детей стало исключит, правом семьи, школы, гос-ва. В интересах трудящихся и самих верующих решен и вопрос об имуществах церк. и религ. об-в. Декрет предусматривал предостав­ление верующим материальных гарантий для удовлетворения их религ. потребностей. В ст. 13 говорится, что здания и предметы, предназначенные для богослужеб­ных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центр, гос. власти в бесплатное пользование соответствующим ре­лиг. об-вам. Декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от цер­кви был и остается осн. законодат. актом, определяющим положение церкви в СССР. Все др. законы о культах развивают положения этого документа; они получили свое отражение и в Конституции СССР (ст. 52).

„ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ  К РЕЛИГИИ   -  произведение В. И. Ленина, впервые опубликованное в газете „Проле­тарий в 1909. В этой работе В. И. Ленин показал, что рабочая партия строит свое мировоззрение на науч. социализме, т. е. марксиз­ме, решительно противоположном всякой религии. „Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии , - пишет Ле­нин (т. 17, с. 416). В статье содер­жится классич. определение кор­ней религии в бурж. об-ве. В. И. Ле­нин решительно выступает против левацко-анархич. отношения к религии и, ссылаясь на Ф. Энгельса, пишет, что признание атеизма в смысле объявления войны рели­гии есть лучший способ оживить интерес к религии и затруднить ее преодоление. Наряду с анархиз­мом В. И. Ленин разоблачал и оппортунизм в отношении к рели­гии, разъяснял марксист, понима­ние положения об объявлении ре­лигии частным делом. Религия - частное дело по отношению к гос-ву, но не по отношению к партии пролетариата, к-рая ставит одной из своих задач освобождение тру­дящихся от духовного гнета рели­гии. При этом борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологич. проповедью, нельзя сводить к такой проповеди, эту борьбу „надо поставить в связь с конкретной практикой классо­вого движения, направленного к устранению социальных корней религии (т. 17, с. 418). Партия рабочего класса, пишет В. И. Ле­нин, должна быть идейным вож­дем в борьбе со всяким средневе­ковьем, в т. ч. и со старой, казен­ной религией и со всеми попытка­ми обновить се или обосновать заново, по-иному. Работа „Об от­ношении рабочей партии к рели­гии и поныне находится на воору­жении коммунистич. и рабочих партий в их борьбе с врагами марксизма-ленинизма, с совр. ре­визионизмом.

ОБЕДНЯ - см. Литургия.

„ОБЕЗЬЯНИЙ ПРОЦЕСС - на­звание, данное мир. прогрес. обще­ственностью судебному преследо­ванию властями штата Теннесси в США школьного учителя Дж. Скопса за то, что он излагал уче­никам эволюционную теорию Дар­вина, запрещенную к преподава­нию в ряде юж. штатов. Процесс против Скопса состоялся в г. Дайтоне в 1925. Скопе был пригово­рен к денежному штрафу. Однако и в последующие годы мракобесы в США не раз возбуждали процес­сы против тех, кто преподавал дарвинизм, т. к. и поныне в ряде штатов действуют законы, ограни­чивающие пропаганду эволюцион­ного учения Дарвина.

ОБЕРОН - король эльфов; персо­наж старофранц. сказаний 12 в. о короле Карле Великом, перене­сенный позднее в народный проза­ический роман.

ОБЕР-ПРОКУРОР СИНОДА - цар­ский чиновник, на правах минист­ра руководивший Синодом Рус. правосл. церкви и всем ведомст­вом правосл. вероисповедания. Должность О.-п. С. была учрежде­на Петром I в 1722. О.-п. С. рассматривался как „око государя и стряпчий по делам государствен­ным . Во главе Синода царизм ставил реакционнейших чиновни­ков, душителей науки и просвеще­ния, верных помощников самодер­жавия в борьбе с революц. движе­нием, таких, как К. П. Победонос­цев, к-рый был О.-п. С. в 1880-1905 и имя к-рого стало синони­мом мракобесия. Должность О.-п. С. ликвидирована в 1917.

ОБЕТ - одна из форм религ. под­вижничества, религ. клятва (напр., посетить „св. места , пожертво­вать церкви определенную сумму и т. д.) в случае исполнения к.-л. просьбы, с к-рой верующий обра­щался к богу, богородице, свято­му и т. д. О. бывают обществен­ные и личные. Примером первых являются обетные праздники, ус­танавливавшиеся миром в случае спасения от к.-л. бедствия.

ОБЕТОВАННАЯ  ЗЕМЛЯ  - так в Библии называется „земля Ха­наанская , „где течет молоко и мед (Исх. 3:8), обетованная (обещанная) богом Аврааму.

ОБЛАТКИ - см. Гостии.

ОБМАНА ТЕОРИЯ - концепция, согласно к-рой религия возникает и существует в результате сознат. обмана масс царями, законодате­лями, философами, мудрецами, жрецами. На роль обмана в рели­гии обратили внимание уже мате­риалисты древности, к-рые исполь­зовали его разоблачение как сред­ство борьбы против религии и жре­чества. В средние века на Араб. Востоке и в Европе получила рас­пространение теория „о трех обманщиках — Моисее, Христе, Мухаммеде, к-рые с помощью об­мана создали иудаизм, христиан­ство, ислам. В Новое время О. т. поддерживалась   англ.   деистами 17   в.  и франц. просветителями 18   в. О. т. не смогла правильно объяснить  причины  возникнове­ния   и   существования   религии. Науч.  атеизм  видит причину ее возникновения  и существования в социальных условиях бытия лю­дей.

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО - оппозиц. движение внутри рус. православия на почве недовольства верующих и части духовенства контрреволюц. политикой патриарха Тихона. На­чало движения относится к маю 1922, в 1946 перестали существо­вать последние его очаги. С самого начала О. было неоднородным, раз­делилось на „Живую церковь , „Церк. возрождение , „Союз об­щин древлеапостольской церкви и др. мелкие образования. В период наивысш. подъема (середина 20-х гг.) оно пользовалось поддержкой почти половины правосл. прихо­дов и половины (37 из 73) „пра­вящих архиереев. Осудив контр­революционность тихоновщины, обновленцы заявили о политич. поддержке нового, социалистич. об-ва, демократизировали церк. управление, потребовали пересмот­ра догматики, этики, литургии и др. сторон религ.-церк. жизни. Новая политич. ориентация об-новленч. движения отражала тре­бования времени и была с одоб­рением воспринята верующими и той частью духовенства, осо­бенно приходского, к-рая приняла социалистич. революцию. О. во многом впервые сформулировало те принципы функционирования религии и церкви в условиях социализма, к-рые затем станет разрабатывать и практиковать пре­одолевшая обновленч. раскол Рус. правосл. церковь.

ОБО (монг. - куча, у тувинцев - оваа) — груда камней, нагромож­даемая верующими в культовых целях на вершинах гор, на перева­лах, у степных дорог, у рек и ис­точников. О. — первоначально примитивное святилище в честь ду­хов - хозяев местности, место проведения религ. обрядов шаман­ства у монг. и нек-рых тюрк, племен. С распространением ламаизма духи-хозяева превратились в боже­ства ламаист, пантеона, а О., не пре­терпевая значит, изменений, стали объектами ламаист. культа.

ОБОНЕЙ ТАХИЛГА, обо тахилга (монг. — чествование обо) — обряд, совершаемый около обо и заключающийся в магич. призы­вании божества, его угощении и задабривании или запугивании со­ответствующими заклинаниями. В качестве жертвы приносятся пища, монеты, шелковые платки (хадаки). Иногда О. т. сопровож­дается и жертвенным забоем скота.

ОБОРОТЕНЬ - демонич. персонаж в мифологии и верованиях мн. народов Европы, Азии, Африки, Америки: колдун, обернувшийся животным, или человек, обращен­ный в животное колдуном. Пред­ставления об О. уходят корнями в глубокую древность и связаны с верой в то, что колдун, шаман, мифич. герой обладают способно­стью принимать облик любого че­ловека, животного, растения, даже камня.

ОБРАЗ - изображение лика Иису­са Христа, богоматери, святого; икона. По христ. преданию, цер­ковь еще при жизни Христа об­ладала „нерукотворным изобра­жением его лика, запечатленного на убрусе, или полотенце, к-рым спаситель отер свое лицо.

ОБРАЩЕНИЕ - принятие к.-л. ве­роисповедания как результат мис­сионер, деятельности. Вербовка адептов характерна для всех религ. направлений. Буддизм, христиан­ство и ислам с момента своего воз­никновения ставили задачу О. все­го человечества в их веру.

ОБРЕЗАНИЕ - религ.-магич. об­ряд удаления крайней плоти муж­ского полового органа. В перво-бытн. об-ве О. входило как сост. часть в обрядовый комплекс возрастных инициации — посвяще­ния юношей в группу взрослых мужчин. О. зафиксировано у пле­мен Австралии, Океании, ряда на­родов Африки. В иудаизме и исла­ме О. стало одним из осн. призна­ков конфес. принадлежности, хотя и арабам и евреям этот обычай был известен задолго до окон­чат, оформления этих религий. Христ. церковь, не признавая О. как такового, сохранила в числе своих праздников „Обрезание гос­подне .

ОБРЯДЫ   ГРАЖДАНСКИЕ  - коллективные символич. действия, воплощающие в себе нерелиг., светские идеи и представления и вызывающие соответствующие переживания. О. г. существовали на протяжении всей истории клас. об-ва. Напр., еще в Др. Греции и Риме существовали обряды во­инские (триумф победителей и т. п.), спортивные, государст­венные. В эпоху средневековья в Зап. Европе офиц. церк. обря­дам противостояли разнообразные обрядово-зрелищные формы: пра­зднества карнавального типа, раз­личные массовые сатирич. действа и т. п. В эпоху капитализма число О. г. значительно увеличивается. Появляются гос., политич., про­фессиональные, семейные обряды; к-рые носят светский, безрелиг. характер, хотя и не исключают отд. религ. компонентов. Рабочее революц. движение с самого начала рождало О. г. (демонстрации, по­хороны павших революционеров и т. п.). В социалистич. об-ве посте­пенно формируется система О. г., включающая как обществ.-поли­тич., так и личностно-семейные об­ряды. О. г. в условиях социализма выполняют важные соц. функции: идейно-воспитательную, посколь­ку они являются важным сред­ством усвоения личностью социа­листич. идей, норм и ценностей; нормативную, поскольку они со­провождают и торжественно оформляют важные нормативные акты (заключение брака, рожде­ние ребенка и т. п.) ; эмоц.-психологическую, поскольку они вы­ступают стереотипн., соц. значи­мыми формами реализации кол-лективных переживаний, удовлет­воряют потребности людей в эмоц. разрядке. В СССР накоплен зна­чит, опыт развития гражд. социа­листич. обрядности.

ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - символич. коллективные действия, во­площающие религ. представления и идеи и направленные на сверхъестеств. иллюзорные объекты. О. р. представляют собой важнейший компонент культа религ. Вера в сверхъестественное, лежащая в основе всякой религиозности, предполагает также веру в нали­чие двусторонних отношений меж­ду человеком и сверхъестеств. объектами. О. р. выступают как способы реализации этих отноше­ний, способы воздействия религ. человека на сверхъестественное. Древнейшей формой О. р., по-ви­димому, является магия, служив­шая иллюзорным средством прак­тического воздействия первобытн. людей на окружающий мир. В совр. мир. религиях О. р. образуют слож­ную систему ритуальных действий, в центре к-рой находится богослу­жение, т. е. коллективный О. р., совершаемый верующими в церк­ви или ином спец. месте. О. р. яв­ляются важным средством идейно­го и эмоц.-психологич. воздействия на верующих, они формируют си­стему привычных религ. образов и представлений в их сознании и культовых стереотипов в их по­ведении. О. р. отличаются боль­шим консерватизмом. Их много­кратное повторение превращается в привычку, становится потреб­ностью верующего. Перед мн. церквами в наст. вр. стоит проб­лема приспособления архаических по своему происхождению О. р. к современности.

ОБСЕРВАНТЫ - монахи-францисканцы, к-рые в отличие от конвентуалов (ратовавших за смягчение правил монаш. жизни) строго выполняют все правила и обряды, установленные для их ордена. Воз­главляются „Великим минист­ром . Разделение францисканцев на О. и конвентуалов произошло в 1517. Ответвлением О. являют­ся капуцины.

ОБСКУРАНТИЗМ (от лат. obscurus — темный, затемняющий) — противодействие прогрессу позна­ния и просвещения во имя сохра­нения старых верований, к-рые считаются вечными и незыблемы­ми; мракобесие.

ОБЩЕСТВО    РЕЛИГИОЗНОЕ - объединение приверженцев к.-л. религии, первичная единица в си­стеме религ. институтов приход­ского типа. Др. названия О. р. в зарубежных странах - община, ассоциация, корпорация. Отноше­ния их сочленов регулируются осо­бой системой контроля: церк. ус­тавом и правом, мнением верую­щих, органами управления, а так­же нормами религ. морали. Все О. р. в бурж. странах обычно реги­стрируются в органах гос. власти. Бурж. законодательства указыва­ют, что религ. убеждения и любая вероисповедная принадлежность граждан не освобождают их от исполнения и повиновения зако­нам. О. р. в СССР, как гласит законодательство сов. о культах, есть местное объединение верую­щих граждан, достигших 18-летне­го возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направ­ления или толка в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религ. потребностей. Оно может приступить к своей дея­тельности лишь после принятия решения о регистрации об-ва Со­ветом по делам религий при Со­вете Министров СССР. Гос. орга­ны не вмешиваются во внутр. жизнь О. р. Гос-во устанавливает лишь правовое положение О. р.: они могут заниматься только удов­летворением религ. потребностей верующих. Гос-во предоставляет материальные гарантии осущест­вления свободы совести. Дляудовлетворения религ. потребно­стей верующие, составившие О. р., могут получить по решению Сове­та по делам религий при Совете Министров СССР в бесплатное пользование спец. молитв, здание на условиях, предусмотренных договором, заключаемым О. р. с полномочным представителем рай (гор) исполкома. О. р. имеет право приобретения церк. утвари, предметов религ. культа, транс­портных средств, аренды, строи­тельства и покупки строений для своих нужд в установленном за­коном порядке. Разумеется, что осуществление прав и свобод неот­делимо от исполнения каждым гражданином своих обязанностей. Гл. обязанность - соблюдение Конституции СССР и сов. за­конов.

ОБЩИЕ (последователи „Общего упования”), „акинфьевцы - от­ветвление молокан, возникшее в Саратовской губ. в 30-х гг. 19 в., одна из форм крестьян, соц.-утопич. движений в России. Основатель секты крестьянин Михаил Акинфьевич Попои (1790 1873). В „Уставе общего упования”, разработанном Е. Я. Филимоновым и М. А. Поповым, были определены осн. принципы вероучения, церк. обществ, жизни, религ. культа О. Центр, .место в нем занимало положение об общ­ности имущества как „деле, угод­ном богу . Гл. внимание уделя­лось обеспечению духовного един­ства, внутр. согласия между члена­ми общины (коммуны), к-рая трактовалась как „тело Христово . При этом утверждалось, что со­ставлявшие ее верующие спасутся во время „страшного суда и будут наследниками тысячелетне­го царства Христа на земле. Свои соц. утопии О. пытались реализо­вать в жизни: общий труд, совме­стное питание и проживание и т. д. В общине существовали контроль за поведением верующих и целая система наказаний за „грехи . Для религ. культа О. были характерны хилиастические проповеди, проро­чества, глоссолалии, коллектив­ные и индивидуальные посты. В наст. вр. сохранились отд. пред­ставители О. в Азербайджане.

ОБЩИНА РАННЕХРИСТИАН­СКАЯ - объединения последова­телей первонач. христианства. В Откровении Иоанна (1 в. н. э.) — одном из самых ранних христ. произведений - упоминаются О. р. в городах Малой Азии, а в посла­ниях Павла - в Греции и Гиме. Эти О. р., к-рые назывались эк-клессиями (дословно - собрание), четкой организации не имели. Про­поведи в них произносили бродя­чие пророки. Сообщения об общ­ности имущества у первых хрис­тиан сомнительны. Согласно посла­ниям Павла, каждый должен был вносить в О. р. „сколько позволя­ет ему состояние”. Взносы шли на общие трапезы, на погребения, на прокормление бродячих проповед­ников. Первыми христианами бы­ли в основном бедняки города и сельской округи и рабы. Постепен­но в О. р. появляются постоянные старейшины-пресвитеры и надзиратели-епископы, к-рые позднее заняли в них руководящее место.

ОБЩИНА РЕЛИГИОЗНАЯ     первичная ячейка религ. объединения, разновидность соц. группы. Груп-пообразующими признаками для О. р. являются: 1) идейные прин­ципы: общие религ. представления и идеи, верования, цели и задачи, знаки и символы; 2) религ. дея­тельность, культовая и внекультовая; 3) чувство общности; 4) су­бординация, разделение позиций и ролей. Структура О. р. опреде­ляется традицией и обычаем, пра­вом или уставом, правилами и т.д. В рамках О. р. на основе спец. критериев выделяется система субгрупп формальных и нефор­мальных: „совет общины , „кли­рики , „прихожане , „проповед­ники , „пророки , „целители и пр. В докапиталистич. формациях О. р. совпадала с родовой, сель­ской или соседской общиной. По мере развития бурж. отноше­ний О. р. приобретает самостоят, значение.

ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ В СССР - объединения верующих граждан, достигших 18 лет, являю­щихся приверженцами одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка. О. р. со­здаются для совместного удовлет­ворения религ. потребностей. Дея­тельность О. р. ограничивается местом проживания его членов. О. р. — добровольная самоуправ­ляющаяся орг-ция, независимая в   материальном   отношении   от религ. центра (духовного управ­ления) и служителей культа. Для управления его делами, выполне­ния функций, связанных с поль­зованием культовым имуществом и денежными средствами, для внешнего представительства члены О. р. избирают из своей среды исполнит, орган. В зависимости от количества членов О. р. делят­ся на об-ва религ. и группы ве­рующих.

ОБЪЕДИНЕННАЯ МЕТОДИСТ­СКАЯ ЦЕРКОВЬ США - крупней шая методист, орг-ция. Активно влияет на политич. жизнь США, имея приверженцев как в респуб-ликан., так и в демократич. пар­тиях. Филиалы О. м. ц. существу­ют в 27 странах. В 21 стране созда­ны т. н. автоном. церкви, находя­щиеся под контролем О. м. ц. США. Высш. органом является Генераль­ная конференция, созываемая раз в 4 года и формирующая адм. ор­ганы, к-рые осуществляют руко­водство церковью между конфе­ренциями. В руках О. м. ц. нахо­дится ряд уч. заведений, воскрес­ные школы. Издательство О. м. ц. „Методист Паблинг Хауз выпус­кает ежегодно ок. 1,5 млн. экз. книг и св. 100 млн. экз. периодич. изданий. Офиц. орган О. м. ц. — газета „Дейли Крисчен Эдвокет .

ОБЫЧАЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ - стереотип поведения, связанный с соблюдением норм религ. вероуче­ния или традиций и реализующий­ся гл. обр. в сфере семейно-быто-вых отношений. В отличие от об­ряда, О. р. не является совокуп­ностью особых символич. дейст­вий, а непосредственно включен в систему практич. деятельности. О. р. возникает тогда, когда фор­мируется стереотип поведения, к-рый хотя и не включен непосред­ственно в систему культа религ., но связан определенным образом с соблюдением тех или иных религ. предписаний и норм с традициями этнич. общности, имеющими ре­лиг. происхождение. Преодоление О. р. предполагает не только разъ­яснит, работу, но и широкое рас­пространение социалистич. обыча­ев, праздников и обрядов.

ОВЕРТОН Ричард (ум. ок. 1663) - англ. философ и политич. деятель. В своем трактате „О смертности человека (1655) О. выступил против религ. учения о бессмертии души. О. считал, что душа умирает вместе с телом и лишь в день страшного суда возможно се воск­решение. О. утверждал, что живот­ные отличаются от человека толь­ко степенью и полнотой психич. способностей, и если признать бес­смертие души у человека, то надо признать бессмертную душу и у животного. Кроме того, по О., вера в бессмертие души отвлекает человека от земных дел фантазия­ми о посмертном существовании. Т. о., О. нанес удар по одному из важнейших догматов ортодокс, христианства.

ОВИДИЙ (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - ок. 18 н. э.) - римск. поэт, автор лирич. элегий, поэм, а также эпич. произведений - „Ме­таморфозы и „Фасты . Произведения О. являются одним из источ­ников наших знаний о греч. и римск.   мифологии   и   религии.

ОГАРЁВ Николай Платонович (1813-1877) - рус. революцио­нер-демократ, поэт и публицист, философ-материалист, атеист. О. вел непримиримую борьбу против самодержавия, крепостничества и религии. Преодоление религии О. связывал с революц. переустройст­вом об-ва, с предоставлением на­роду свободы совести и др. демо­кратич. свобод, с развертыванием атеистич. пропаганды среди трудя­щихся на доступном для их пони­мания языке.

ОГЛАШЕНИЕ - предшествующее крещению ознакомление желаю­щих принять христианство с его учением. О. называется также публичное объявление в церкви о предстоящем браке.

ОГНЕПОКЛОНСТВО - 1) обозна­чение ритуального почитания ог­ня, встречающегося как элемент в религиях мн. народов мира; обычно огню приписывались очи­стит, магич. свойства; 2) принятое в рус. дореволюц. лит-ре название доислам. религии иранцев, зоро­астризма. Основанное на второ­степенном внешнем признаке (по­чтительное отношение к огню), оно является неточным, ибо фак­тически сводит содержание этой сложной религии с ее филос. кон­цепцией борьбы добра и зла к об­рядовой детали, к-рая к тому же характерна не только для зороаст­ризма и воспринята религией Зороастра (Заратуштры) из ранних культов.

О'ДИА Томас (1915-1970) - амер. социолог, представитель функционализма в социологии ре­лигии. В своих работах О'Д. пы­тался выявить реальные противо­речия, свойственные религии. Он выделял 6 осн. соц. функций ре­лигии: утешения, поддержания соц. порядка, соц. контроля, „проро­ческую функцию (т. е. критику существующих соц. порядков), функцию соц. идентификации ин­дивидов и функцию их религ. со­циализации. Его характеристика функций религии содержит ряд правильных положений, хотя и не свободна от ошибок.

ОДИН - верховное божество сканд. мифологии, глава асов, суп­руг Фригг, отец Бальдра, Тора и мн. др. богов. О. — творец Вселен­ной и первых людей, бог ветра и бурь, позднее — бог войны, покро­витель воинской дружины, торгов­ли и мореплавания. Он живет во дворце Вальхалле (др.-сканд. Val-holl — чертог мертвых), куда валь­кирии переносят души павших в бою героев и где последние про­должают прежнюю героич. жизнь. У континент, германцев О. соот­ветствовал Водан (Вотан).

„ОДИССЕЯ - эпич. поэма, при­писываемая наряду с „Илиадой легендарному др.-греч. странствую­щему певцу Гомеру (8-7 вв. до н. э.). Рассказывает о странствиях Одиссея, одного из участников Троянской войны. Содержит мно­го бытовых картин и являет­ся одним из источников наших знаний об архаич. периоде исто­рии Др. Греции и греч. мифоло­гии.

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федоро­вич (1803-1869) - рус. писатель, критик, философ-идеалист. В 20-е гг. О. вслед за Шеллингом усмат­ривает в боге тождество идеаль­ного и реального. В 30-40-е гг. видит в религии интуитив.-цель­ное знание, тяготеет к мистике. В кон. 50—60-х гг. несколько от­ходит от религ. идеализма, ратуя за опытное знание и авторитет фактов.

ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasio - случай) - религ.-идеалистич. тече­ние в зап.-европ. мысли 17 в. О. отрицал возможность взаимо­действия духа и тела, рассматри­вал его в каждом случае как ре­зультат непрерывного божеств, вмешательства. Франц. философ Н. Мальбранш привел О. к отри­цанию естеств. причинности вооб­ще, признанию постоянного воз­действия бога на мир единствен­ным источником всех причинных связей.

ОККАМ Уильям (ок. 1285 — 1349) - англ. философ, предста­витель позднего номинализма. От­рицал возможность рационального доказательства догматов религии. Полагал, что понятие бога как бесконечного существа не может быть обосновано средствами ра­зумного естеств. познания. Под­черкивание О. иррациональных моментов в вере и отрицание теологич. „рационализма способ­ствовали независимости филос. и науч. знания от богословия. О. выступал против власти папства и противопоставлял авторитету папы общину верующих, крити­куя ср.-век. иерархию католич. церкви.

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus - тайный) - антинауч. мистич. уче­ние, рекомендующее изучать сверхъестеств. безличные силы, к-рые якобы существуют в приро­де, персонифицируются под влия­нием заклинаний и обрядов и могут быть подчинены человеку. Истоки О. восходят к первобытн. вере в безличную духовную сверхъ­естеств. силу и к магии. Оккульт­ные „науки основываются на фан-тастич. „законах и шарлатанских опытах, это смесь магии др. мира с фальсифициров. науч. данными. О. разделяет науки на экзотериче­ские, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотериче­ские, исследующие их внутр. сущ­ность, доступную якобы только посвященным. Гл. трактат по О. -„Изумрудная тетрадь приписыва­ется мифич. Гермесу Тримагису. О. увлекались в ср. века и в эпоху Возрождения. В сер. 19 в. возник современный О., сторонники к-ро-го объявили его „новым естество­знанием . В 19—20 вв. сотни ок­культистов были изобличены в об­мане. Распространение О. в совр. капиталистич. странах - свидетель­ство упадка и разложения бурж. культуры. Оккультист, „опыты , какими бы наукообразными яр­лыками они ни были прикрыты, противоречат законам природы, обществ.-историч. практике чело­вечества, результатам науч. экспе­римента и наблюдения.

ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, или движение трактарианцев — полу­чившее развитие в 30-40-х гг. 19 в. в Англии движение за обновление жизни церкви в условиях назревав­шей в стране кризисной ситуации (чартизм, антиклерик. выступле­ния трудящихся). Началось с выс­тупления Оксфорд, богослова Дж. Кибла в 1833 против вмешательст­ва гос-ва в церк. дела. О. д. впо­следствии приобрело большой раз­мах и оставило след не только в церк. жизни Англии, но и в зап. христианстве в целом.

„ОКТОГЕЗИМА     АДВЕНИЕНС” (лат. „Octogesima adveniens -„Наступают восьмидесятые ) - апостольское послание папы Павла VI, опубликованное в мае 1971 в ознаменование 80-летия энцик­лики „Рерум новарум . В этом документе папа выступает против марксист, идеологии и предостере­гает верующих от ее одобрения.

ОКТОИХ (греч. осьмигласник) - книга песнопений правосл. церкви на 8 голосов. О. оформился в 9 в. и представляет собой сборник отд. песен, молитв и канонов.

ОЛИМП - горный массив на севе­ре Греции. Согласно др.-греч. ми­фологии — местопребывание бо­гов во главе с Зевсом, к-рые ведут там блаженную жизнь, попутно решая судьбы людей. Исследова­тели связывают олимп. период в греч. мифологии с переходом об-ва к патриархату.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - элемент религ, представлений, заключающий­ся в наделении человеч. свойства­ми и обликом сил и явлений при­роды. Таково О. болезней, духов умерших, отд. растений как выра­жение силы земного плодородия, шаманских духов и т. д. Термин „О. по значению очень близок к понятию персонификация.

ОМАР ХАЙЯМ (ок. 1048 - ок. 1123) — перс, и тадж. поэт, фило­соф, математик. В своих фил ос. четверостишиях, проникнутых ан­тиклерик. вольнодумством, О. X. доказывает вечность и бесконеч­ность природы, воспевает радости жизни, высмеивает духовенство и релит, обряды, отвергает идею за­гробного воздаяния, утверждая, что рай и ад находятся на земле.

ОМЕГА - понятие в религ.-филос. системе П. Тейяра де Шардена, служащее для обозначения бога как конечной цели развития уни­версума. Бог-Омега - не только трансцендентный, но и имманент­ный миру центр универсума, вле­кущий его по пути эволюции и придающий ей направление. Его влияние на мир якобы не проти­воречит законам природы и прин­ципу причинности.

ОМОВЕНИЕ - обряд ритуального очищения водой различных частей тела, предваряющий совершение к.-л. св. действия (чтение молит­вы, вход в храм, участие в религ. празднике и т. д.) у последовате­лей иудаизма, ислама, ряда христ. сект. Во многих религиях имеется обряд обмывания покойника с целью его ритуального очищения перед погребением. В ряде христ. течений, напр. в адвентизме, совер­шается обряд омовения ног, осно­вывающийся на новозаветном сказании о том, как Иисус обмыл ноги своим ученикам. Истоки этих обрядов лежат в др. представле­ниях о магич. силе воды.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Словарь Атеиста:

ЭБИ - ЭШМ

ЭА - см. Энки. ЭБИОНИТЫ - одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. „эвионим — ни...

Авторизация



Движение атеизма:

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...