ОЗН - ОМО
Понятия и определения - Атеистический словарь |
„О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА - статья В. И. Ленина, впервые опубликованная в журн. „Под знаменем марксизма (1922, № 3). Ее называют Ленинск, филос. завещанием. В статье определены осн. задачи и направления развития сов. филос. науки. Большое значение Ленин придавал союзу философов-марксистов с последоват. материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов, с представителями естествознания, к-рые склоняются к материализму. Без анализа проблем, выдвигаемых науч. революцией, без привлечения к этому естествоиспытателей материализм не может быть последовательным и воинствующим. В то же время без „солидного философского обоснования ни естеств. науки, ни материализм не могут бороться против бурж. идей. В комплексе задач по формированию науч. мировоззрения у трудящихся Ленин выделил две: неуклонное разоблачение клас. сущности теорий „дипломированных лакеев поповщины , в какой бы области (социологии, религиоведении и т. д.) и под какой бы вывеской они ни выступали; систематич. пропаганду воинств, атеизма, сочетающуюся с науч. исследованиями в области религии. Отметив имеющиеся здесь недостатки, Ленин говорит, что „самое важное - пробудить массы от „религиозного сна , суметь заинтересовать их „сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии . С этой целью Ленин советовал давать массам самый разнообразный атеистич. материал, издавать все самое ценное из мир. антирелиг. лит-ры, прежде всего антирелиг. публицистику 18 в. На примере работ А. Древса и Р. Ю. Виппера Ленин показал целесообразность той или иной формы „союза с бурж. критиками религии, при учете их соц. позиции. Говоря об издании атеистич. лит-ры, о реферировании всего ценного по этой теме, Ленин акцентировал внимание марксистов на книгах и брошюрах, раскрывающих связь клас. интересов буржуазии с религ. учреждениями и религ. пропагандой, что особенно ясно видно на примере соц. роли религии в США.
„О СВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ (лат. „Sacrosanctum consilium -„Священный собор ) - конституция церк., утверждена II Ватикан, собором 4 декабря 1963. Она вносит нек-рые новые моменты в порядок и установления, относящиеся к ритуалу церкви, модернизирует ее культовую практику. Конституция „О с. л. ввела в литургию нац. языки в целях активизации мирян в процессе богослужения. В этом церк. документе имеется пункт о включении нац. музыки и танцев в католич. богослужение.
„О ТРЕХ ОБМАНЩИКАХ - ср.-век. трактат, в к-ром доказывается ложность иудаизма, христианства и ислама на том основании, что они созданы в корыстных целях „великими обманщиками — Моисеем, Христом и Мухаммедом. Эта идея возникла в 9 в. на Ближн. Востоке, с 13 в. распространилась в Европе. Авторство трактата „О т. о. приписывалось мн. лицам на протяжении 9-17 вв. Ныне известен анонимный трактат „От. о. Год 1598 на лат. языке (не ранее вт. пол. 17 в.), а также сходный с ним - „Мысли Спинозы (Гаага, 1719, на франц. языке). Их авторы использовали идеи предшествовавших атеистов — от Эпикура до Гоббса и Спинозы. С рационалистич. позиций рассматривали содержание св. книг, выявляли противоречивость их положений, расхождения между религиями. Автор трактата „О т. о. ставит вопрос о необходимости исследования каждой религии и секты и обосновывает идею преемственности религий: иудаизм опирается на язычество, христианство — на иудаизм, ислам - на христианство и иудаизм. Религия - порождение невежества народа и обмана мошенников - „прежде всего нужна правителям и богачам для обуздания народа . Трактат „О т. о. опубликован на рус. языке в кн. „Анонимные атеистические трактаты . М., 1969.
„О ЦЕРКВИ (лат. „Lumen genti urn „Спет народов ) - конституция, принятая 11 Ватикан, соборам (1962 1965). В ней рассматриваются вопросы руководства католич. церковью, изменения ее структуры, подготовки и использования церк. кадров, обосновывается верховенство власти папы римск., содержатся положения о коллегиальности епископата, повышении его роли в руководстве церковью и т. д. Особое внимание уделяется в нем низш. ступени в католич. церк. иерархии - дьяконам, к-рые получили право совершать обряды крещения, причащения, бракосочетания, елеосвящения, отпевания, проводить обшую молитву.
„О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (лат. „Gaudium et spes -„Радость и надежда ) — конституция церк. (пастырская), принятая И Ватикан, собором (1962-1965). В ней сформулирована позиция католич. церкви в отношении важнейших соц. проблем современности - войны и мира, соц. справедливости, соц.-экономич. развития стран, получивших политич. независимость, положения трудящихся и т. д. В документе содержатся нек-рые новые моменты в соц. доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговаривается, что она должна всегда рассматриваться как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как условие свободы человека, но при этом довольно резко критикуются нек-рые „пороки капитализма. В конституции провозглашается, что церковь не связывает себя с какой-то одной формой человеч. культуры или же политич., экономия, и соц. системой. Однако такая позиция по существу означает лишь завуалированную поддержку капитализма. Конституция призвала к предотвращению войны, осудила гонку вооружений и высказалась за разоружение. В этом отразились чаяния верующих, заинтересованных в упрочении мира и безопасности народов.
„ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ декрет СНК РСФСР, изданный 23 января (5 февраля) 1918. Декрет подвел своеобразный итог первых законодат. актов Сов. республики, закрепивших завоевания социалистич. демократии, широкие права и свободы всех граждан нашей страны. Сов. гос-во этим декретом эмансипировалось от церкви, на деле осуществило равенство всех религий; запретило в пределах республики издавать к.-л. местные законы или постановления, к-рые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основе вероисповедной принадлежности граждан; сформулировало подлинно социалистич. правовую норму, согласно к-рой каждый гражданин получил свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; отменило всякие праволише-ния, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, устранило из всех офиц. актов всякое указание на религ. принадлежность и непринадлежность граждан; обеспечило свободное исполнение религ. обрядов постольку, поскольку они не нарушают обществ, порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан Сов. республики. Признавая право каждого гражданина исповедовать любую религию, декрет в то же время установил, что „никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей (ст. 6). Все граждане имеют как равные права, так и равные обязанности. Все орг-ции религ. превращены в частные об-ва верующих, содержащиеся на средства самих верующих, но не гос-ва. Запрещались принудит, взыскания сборов и обложений в пользу церк. и религ. об-в. Важнейшим положением декрета является отделение школы от церкви, запрещающее вмешательство церкви в воспитание молодежи, принудит, приобщение учащихся к религии. Воспитание детей стало исключит, правом семьи, школы, гос-ва. В интересах трудящихся и самих верующих решен и вопрос об имуществах церк. и религ. об-в. Декрет предусматривал предоставление верующим материальных гарантий для удовлетворения их религ. потребностей. В ст. 13 говорится, что здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центр, гос. власти в бесплатное пользование соответствующим религ. об-вам. Декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви был и остается осн. законодат. актом, определяющим положение церкви в СССР. Все др. законы о культах развивают положения этого документа; они получили свое отражение и в Конституции СССР (ст. 52).
„ОБ ОТНОШЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ - произведение В. И. Ленина, впервые опубликованное в газете „Пролетарий в 1909. В этой работе В. И. Ленин показал, что рабочая партия строит свое мировоззрение на науч. социализме, т. е. марксизме, решительно противоположном всякой религии. „Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии , - пишет Ленин (т. 17, с. 416). В статье содержится классич. определение корней религии в бурж. об-ве. В. И. Ленин решительно выступает против левацко-анархич. отношения к религии и, ссылаясь на Ф. Энгельса, пишет, что признание атеизма в смысле объявления войны религии есть лучший способ оживить интерес к религии и затруднить ее преодоление. Наряду с анархизмом В. И. Ленин разоблачал и оппортунизм в отношении к религии, разъяснял марксист, понимание положения об объявлении религии частным делом. Религия - частное дело по отношению к гос-ву, но не по отношению к партии пролетариата, к-рая ставит одной из своих задач освобождение трудящихся от духовного гнета религии. При этом борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологич. проповедью, нельзя сводить к такой проповеди, эту борьбу „надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии (т. 17, с. 418). Партия рабочего класса, пишет В. И. Ленин, должна быть идейным вождем в борьбе со всяким средневековьем, в т. ч. и со старой, казенной религией и со всеми попытками обновить се или обосновать заново, по-иному. Работа „Об отношении рабочей партии к религии и поныне находится на вооружении коммунистич. и рабочих партий в их борьбе с врагами марксизма-ленинизма, с совр. ревизионизмом.
ОБЕДНЯ - см. Литургия.
„ОБЕЗЬЯНИЙ ПРОЦЕСС - название, данное мир. прогрес. общественностью судебному преследованию властями штата Теннесси в США школьного учителя Дж. Скопса за то, что он излагал ученикам эволюционную теорию Дарвина, запрещенную к преподаванию в ряде юж. штатов. Процесс против Скопса состоялся в г. Дайтоне в 1925. Скопе был приговорен к денежному штрафу. Однако и в последующие годы мракобесы в США не раз возбуждали процессы против тех, кто преподавал дарвинизм, т. к. и поныне в ряде штатов действуют законы, ограничивающие пропаганду эволюционного учения Дарвина.
ОБЕРОН - король эльфов; персонаж старофранц. сказаний 12 в. о короле Карле Великом, перенесенный позднее в народный прозаический роман.
ОБЕР-ПРОКУРОР СИНОДА - царский чиновник, на правах министра руководивший Синодом Рус. правосл. церкви и всем ведомством правосл. вероисповедания. Должность О.-п. С. была учреждена Петром I в 1722. О.-п. С. рассматривался как „око государя и стряпчий по делам государственным . Во главе Синода царизм ставил реакционнейших чиновников, душителей науки и просвещения, верных помощников самодержавия в борьбе с революц. движением, таких, как К. П. Победоносцев, к-рый был О.-п. С. в 1880-1905 и имя к-рого стало синонимом мракобесия. Должность О.-п. С. ликвидирована в 1917.
ОБЕТ - одна из форм религ. подвижничества, религ. клятва (напр., посетить „св. места , пожертвовать церкви определенную сумму и т. д.) в случае исполнения к.-л. просьбы, с к-рой верующий обращался к богу, богородице, святому и т. д. О. бывают общественные и личные. Примером первых являются обетные праздники, устанавливавшиеся миром в случае спасения от к.-л. бедствия.
ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ - так в Библии называется „земля Ханаанская , „где течет молоко и мед (Исх. 3:8), обетованная (обещанная) богом Аврааму.
ОБЛАТКИ - см. Гостии.
ОБМАНА ТЕОРИЯ - концепция, согласно к-рой религия возникает и существует в результате сознат. обмана масс царями, законодателями, философами, мудрецами, жрецами. На роль обмана в религии обратили внимание уже материалисты древности, к-рые использовали его разоблачение как средство борьбы против религии и жречества. В средние века на Араб. Востоке и в Европе получила распространение теория „о трех обманщиках — Моисее, Христе, Мухаммеде, к-рые с помощью обмана создали иудаизм, христианство, ислам. В Новое время О. т. поддерживалась англ. деистами 17 в. и франц. просветителями 18 в. О. т. не смогла правильно объяснить причины возникновения и существования религии. Науч. атеизм видит причину ее возникновения и существования в социальных условиях бытия людей.
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО - оппозиц. движение внутри рус. православия на почве недовольства верующих и части духовенства контрреволюц. политикой патриарха Тихона. Начало движения относится к маю 1922, в 1946 перестали существовать последние его очаги. С самого начала О. было неоднородным, разделилось на „Живую церковь , „Церк. возрождение , „Союз общин древлеапостольской церкви и др. мелкие образования. В период наивысш. подъема (середина 20-х гг.) оно пользовалось поддержкой почти половины правосл. приходов и половины (37 из 73) „правящих архиереев. Осудив контрреволюционность тихоновщины, обновленцы заявили о политич. поддержке нового, социалистич. об-ва, демократизировали церк. управление, потребовали пересмотра догматики, этики, литургии и др. сторон религ.-церк. жизни. Новая политич. ориентация об-новленч. движения отражала требования времени и была с одобрением воспринята верующими и той частью духовенства, особенно приходского, к-рая приняла социалистич. революцию. О. во многом впервые сформулировало те принципы функционирования религии и церкви в условиях социализма, к-рые затем станет разрабатывать и практиковать преодолевшая обновленч. раскол Рус. правосл. церковь.
ОБО (монг. - куча, у тувинцев - оваа) — груда камней, нагромождаемая верующими в культовых целях на вершинах гор, на перевалах, у степных дорог, у рек и источников. О. — первоначально примитивное святилище в честь духов - хозяев местности, место проведения религ. обрядов шаманства у монг. и нек-рых тюрк, племен. С распространением ламаизма духи-хозяева превратились в божества ламаист, пантеона, а О., не претерпевая значит, изменений, стали объектами ламаист. культа.
ОБОНЕЙ ТАХИЛГА, обо тахилга (монг. — чествование обо) — обряд, совершаемый около обо и заключающийся в магич. призывании божества, его угощении и задабривании или запугивании соответствующими заклинаниями. В качестве жертвы приносятся пища, монеты, шелковые платки (хадаки). Иногда О. т. сопровождается и жертвенным забоем скота.
ОБОРОТЕНЬ - демонич. персонаж в мифологии и верованиях мн. народов Европы, Азии, Африки, Америки: колдун, обернувшийся животным, или человек, обращенный в животное колдуном. Представления об О. уходят корнями в глубокую древность и связаны с верой в то, что колдун, шаман, мифич. герой обладают способностью принимать облик любого человека, животного, растения, даже камня.
ОБРАЗ - изображение лика Иисуса Христа, богоматери, святого; икона. По христ. преданию, церковь еще при жизни Христа обладала „нерукотворным изображением его лика, запечатленного на убрусе, или полотенце, к-рым спаситель отер свое лицо.
ОБРАЩЕНИЕ - принятие к.-л. вероисповедания как результат миссионер, деятельности. Вербовка адептов характерна для всех религ. направлений. Буддизм, христианство и ислам с момента своего возникновения ставили задачу О. всего человечества в их веру.
ОБРЕЗАНИЕ - религ.-магич. обряд удаления крайней плоти мужского полового органа. В перво-бытн. об-ве О. входило как сост. часть в обрядовый комплекс возрастных инициации — посвящения юношей в группу взрослых мужчин. О. зафиксировано у племен Австралии, Океании, ряда народов Африки. В иудаизме и исламе О. стало одним из осн. признаков конфес. принадлежности, хотя и арабам и евреям этот обычай был известен задолго до окончат, оформления этих религий. Христ. церковь, не признавая О. как такового, сохранила в числе своих праздников „Обрезание господне .
ОБРЯДЫ ГРАЖДАНСКИЕ - коллективные символич. действия, воплощающие в себе нерелиг., светские идеи и представления и вызывающие соответствующие переживания. О. г. существовали на протяжении всей истории клас. об-ва. Напр., еще в Др. Греции и Риме существовали обряды воинские (триумф победителей и т. п.), спортивные, государственные. В эпоху средневековья в Зап. Европе офиц. церк. обрядам противостояли разнообразные обрядово-зрелищные формы: празднества карнавального типа, различные массовые сатирич. действа и т. п. В эпоху капитализма число О. г. значительно увеличивается. Появляются гос., политич., профессиональные, семейные обряды; к-рые носят светский, безрелиг. характер, хотя и не исключают отд. религ. компонентов. Рабочее революц. движение с самого начала рождало О. г. (демонстрации, похороны павших революционеров и т. п.). В социалистич. об-ве постепенно формируется система О. г., включающая как обществ.-политич., так и личностно-семейные обряды. О. г. в условиях социализма выполняют важные соц. функции: идейно-воспитательную, поскольку они являются важным средством усвоения личностью социалистич. идей, норм и ценностей; нормативную, поскольку они сопровождают и торжественно оформляют важные нормативные акты (заключение брака, рождение ребенка и т. п.) ; эмоц.-психологическую, поскольку они выступают стереотипн., соц. значимыми формами реализации кол-лективных переживаний, удовлетворяют потребности людей в эмоц. разрядке. В СССР накоплен значит, опыт развития гражд. социалистич. обрядности.
ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - символич. коллективные действия, воплощающие религ. представления и идеи и направленные на сверхъестеств. иллюзорные объекты. О. р. представляют собой важнейший компонент культа религ. Вера в сверхъестественное, лежащая в основе всякой религиозности, предполагает также веру в наличие двусторонних отношений между человеком и сверхъестеств. объектами. О. р. выступают как способы реализации этих отношений, способы воздействия религ. человека на сверхъестественное. Древнейшей формой О. р., по-видимому, является магия, служившая иллюзорным средством практического воздействия первобытн. людей на окружающий мир. В совр. мир. религиях О. р. образуют сложную систему ритуальных действий, в центре к-рой находится богослужение, т. е. коллективный О. р., совершаемый верующими в церкви или ином спец. месте. О. р. являются важным средством идейного и эмоц.-психологич. воздействия на верующих, они формируют систему привычных религ. образов и представлений в их сознании и культовых стереотипов в их поведении. О. р. отличаются большим консерватизмом. Их многократное повторение превращается в привычку, становится потребностью верующего. Перед мн. церквами в наст. вр. стоит проблема приспособления архаических по своему происхождению О. р. к современности.
ОБСЕРВАНТЫ - монахи-францисканцы, к-рые в отличие от конвентуалов (ратовавших за смягчение правил монаш. жизни) строго выполняют все правила и обряды, установленные для их ордена. Возглавляются „Великим министром . Разделение францисканцев на О. и конвентуалов произошло в 1517. Ответвлением О. являются капуцины.
ОБСКУРАНТИЗМ (от лат. obscurus — темный, затемняющий) — противодействие прогрессу познания и просвещения во имя сохранения старых верований, к-рые считаются вечными и незыблемыми; мракобесие.
ОБЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ - объединение приверженцев к.-л. религии, первичная единица в системе религ. институтов приходского типа. Др. названия О. р. в зарубежных странах - община, ассоциация, корпорация. Отношения их сочленов регулируются особой системой контроля: церк. уставом и правом, мнением верующих, органами управления, а также нормами религ. морали. Все О. р. в бурж. странах обычно регистрируются в органах гос. власти. Бурж. законодательства указывают, что религ. убеждения и любая вероисповедная принадлежность граждан не освобождают их от исполнения и повиновения законам. О. р. в СССР, как гласит законодательство сов. о культах, есть местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религ. потребностей. Оно может приступить к своей деятельности лишь после принятия решения о регистрации об-ва Советом по делам религий при Совете Министров СССР. Гос. органы не вмешиваются во внутр. жизнь О. р. Гос-во устанавливает лишь правовое положение О. р.: они могут заниматься только удовлетворением религ. потребностей верующих. Гос-во предоставляет материальные гарантии осуществления свободы совести. Дляудовлетворения религ. потребностей верующие, составившие О. р., могут получить по решению Совета по делам религий при Совете Министров СССР в бесплатное пользование спец. молитв, здание на условиях, предусмотренных договором, заключаемым О. р. с полномочным представителем рай (гор) исполкома. О. р. имеет право приобретения церк. утвари, предметов религ. культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке. Разумеется, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения каждым гражданином своих обязанностей. Гл. обязанность - соблюдение Конституции СССР и сов. законов.
ОБЩИЕ (последователи „Общего упования”), „акинфьевцы - ответвление молокан, возникшее в Саратовской губ. в 30-х гг. 19 в., одна из форм крестьян, соц.-утопич. движений в России. Основатель секты крестьянин Михаил Акинфьевич Попои (1790 1873). В „Уставе общего упования”, разработанном Е. Я. Филимоновым и М. А. Поповым, были определены осн. принципы вероучения, церк. обществ, жизни, религ. культа О. Центр, .место в нем занимало положение об общности имущества как „деле, угодном богу . Гл. внимание уделялось обеспечению духовного единства, внутр. согласия между членами общины (коммуны), к-рая трактовалась как „тело Христово . При этом утверждалось, что составлявшие ее верующие спасутся во время „страшного суда и будут наследниками тысячелетнего царства Христа на земле. Свои соц. утопии О. пытались реализовать в жизни: общий труд, совместное питание и проживание и т. д. В общине существовали контроль за поведением верующих и целая система наказаний за „грехи . Для религ. культа О. были характерны хилиастические проповеди, пророчества, глоссолалии, коллективные и индивидуальные посты. В наст. вр. сохранились отд. представители О. в Азербайджане.
ОБЩИНА РАННЕХРИСТИАНСКАЯ - объединения последователей первонач. христианства. В Откровении Иоанна (1 в. н. э.) — одном из самых ранних христ. произведений - упоминаются О. р. в городах Малой Азии, а в посланиях Павла - в Греции и Гиме. Эти О. р., к-рые назывались эк-клессиями (дословно - собрание), четкой организации не имели. Проповеди в них произносили бродячие пророки. Сообщения об общности имущества у первых христиан сомнительны. Согласно посланиям Павла, каждый должен был вносить в О. р. „сколько позволяет ему состояние”. Взносы шли на общие трапезы, на погребения, на прокормление бродячих проповедников. Первыми христианами были в основном бедняки города и сельской округи и рабы. Постепенно в О. р. появляются постоянные старейшины-пресвитеры и надзиратели-епископы, к-рые позднее заняли в них руководящее место.
ОБЩИНА РЕЛИГИОЗНАЯ первичная ячейка религ. объединения, разновидность соц. группы. Груп-пообразующими признаками для О. р. являются: 1) идейные принципы: общие религ. представления и идеи, верования, цели и задачи, знаки и символы; 2) религ. деятельность, культовая и внекультовая; 3) чувство общности; 4) субординация, разделение позиций и ролей. Структура О. р. определяется традицией и обычаем, правом или уставом, правилами и т.д. В рамках О. р. на основе спец. критериев выделяется система субгрупп формальных и неформальных: „совет общины , „клирики , „прихожане , „проповедники , „пророки , „целители и пр. В докапиталистич. формациях О. р. совпадала с родовой, сельской или соседской общиной. По мере развития бурж. отношений О. р. приобретает самостоят, значение.
ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ В СССР - объединения верующих граждан, достигших 18 лет, являющихся приверженцами одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка. О. р. создаются для совместного удовлетворения религ. потребностей. Деятельность О. р. ограничивается местом проживания его членов. О. р. — добровольная самоуправляющаяся орг-ция, независимая в материальном отношении от религ. центра (духовного управления) и служителей культа. Для управления его делами, выполнения функций, связанных с пользованием культовым имуществом и денежными средствами, для внешнего представительства члены О. р. избирают из своей среды исполнит, орган. В зависимости от количества членов О. р. делятся на об-ва религ. и группы верующих.
ОБЪЕДИНЕННАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ США - крупней шая методист, орг-ция. Активно влияет на политич. жизнь США, имея приверженцев как в респуб-ликан., так и в демократич. партиях. Филиалы О. м. ц. существуют в 27 странах. В 21 стране созданы т. н. автоном. церкви, находящиеся под контролем О. м. ц. США. Высш. органом является Генеральная конференция, созываемая раз в 4 года и формирующая адм. органы, к-рые осуществляют руководство церковью между конференциями. В руках О. м. ц. находится ряд уч. заведений, воскресные школы. Издательство О. м. ц. „Методист Паблинг Хауз выпускает ежегодно ок. 1,5 млн. экз. книг и св. 100 млн. экз. периодич. изданий. Офиц. орган О. м. ц. — газета „Дейли Крисчен Эдвокет .
ОБЫЧАЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ - стереотип поведения, связанный с соблюдением норм религ. вероучения или традиций и реализующийся гл. обр. в сфере семейно-быто-вых отношений. В отличие от обряда, О. р. не является совокупностью особых символич. действий, а непосредственно включен в систему практич. деятельности. О. р. возникает тогда, когда формируется стереотип поведения, к-рый хотя и не включен непосредственно в систему культа религ., но связан определенным образом с соблюдением тех или иных религ. предписаний и норм с традициями этнич. общности, имеющими религ. происхождение. Преодоление О. р. предполагает не только разъяснит, работу, но и широкое распространение социалистич. обычаев, праздников и обрядов.
ОВЕРТОН Ричард (ум. ок. 1663) - англ. философ и политич. деятель. В своем трактате „О смертности человека (1655) О. выступил против религ. учения о бессмертии души. О. считал, что душа умирает вместе с телом и лишь в день страшного суда возможно се воскрешение. О. утверждал, что животные отличаются от человека только степенью и полнотой психич. способностей, и если признать бессмертие души у человека, то надо признать бессмертную душу и у животного. Кроме того, по О., вера в бессмертие души отвлекает человека от земных дел фантазиями о посмертном существовании. Т. о., О. нанес удар по одному из важнейших догматов ортодокс, христианства.
ОВИДИЙ (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - ок. 18 н. э.) - римск. поэт, автор лирич. элегий, поэм, а также эпич. произведений - „Метаморфозы и „Фасты . Произведения О. являются одним из источников наших знаний о греч. и римск. мифологии и религии.
ОГАРЁВ Николай Платонович (1813-1877) - рус. революционер-демократ, поэт и публицист, философ-материалист, атеист. О. вел непримиримую борьбу против самодержавия, крепостничества и религии. Преодоление религии О. связывал с революц. переустройством об-ва, с предоставлением народу свободы совести и др. демократич. свобод, с развертыванием атеистич. пропаганды среди трудящихся на доступном для их понимания языке.
ОГЛАШЕНИЕ - предшествующее крещению ознакомление желающих принять христианство с его учением. О. называется также публичное объявление в церкви о предстоящем браке.
ОГНЕПОКЛОНСТВО - 1) обозначение ритуального почитания огня, встречающегося как элемент в религиях мн. народов мира; обычно огню приписывались очистит, магич. свойства; 2) принятое в рус. дореволюц. лит-ре название доислам. религии иранцев, зороастризма. Основанное на второстепенном внешнем признаке (почтительное отношение к огню), оно является неточным, ибо фактически сводит содержание этой сложной религии с ее филос. концепцией борьбы добра и зла к обрядовой детали, к-рая к тому же характерна не только для зороастризма и воспринята религией Зороастра (Заратуштры) из ранних культов.
О'ДИА Томас (1915-1970) - амер. социолог, представитель функционализма в социологии религии. В своих работах О'Д. пытался выявить реальные противоречия, свойственные религии. Он выделял 6 осн. соц. функций религии: утешения, поддержания соц. порядка, соц. контроля, „пророческую функцию (т. е. критику существующих соц. порядков), функцию соц. идентификации индивидов и функцию их религ. социализации. Его характеристика функций религии содержит ряд правильных положений, хотя и не свободна от ошибок.
ОДИН - верховное божество сканд. мифологии, глава асов, супруг Фригг, отец Бальдра, Тора и мн. др. богов. О. — творец Вселенной и первых людей, бог ветра и бурь, позднее — бог войны, покровитель воинской дружины, торговли и мореплавания. Он живет во дворце Вальхалле (др.-сканд. Val-holl — чертог мертвых), куда валькирии переносят души павших в бою героев и где последние продолжают прежнюю героич. жизнь. У континент, германцев О. соответствовал Водан (Вотан).
„ОДИССЕЯ - эпич. поэма, приписываемая наряду с „Илиадой легендарному др.-греч. странствующему певцу Гомеру (8-7 вв. до н. э.). Рассказывает о странствиях Одиссея, одного из участников Троянской войны. Содержит много бытовых картин и является одним из источников наших знаний об архаич. периоде истории Др. Греции и греч. мифологии.
ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803-1869) - рус. писатель, критик, философ-идеалист. В 20-е гг. О. вслед за Шеллингом усматривает в боге тождество идеального и реального. В 30-40-е гг. видит в религии интуитив.-цельное знание, тяготеет к мистике. В кон. 50—60-х гг. несколько отходит от религ. идеализма, ратуя за опытное знание и авторитет фактов.
ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasio - случай) - религ.-идеалистич. течение в зап.-европ. мысли 17 в. О. отрицал возможность взаимодействия духа и тела, рассматривал его в каждом случае как результат непрерывного божеств, вмешательства. Франц. философ Н. Мальбранш привел О. к отрицанию естеств. причинности вообще, признанию постоянного воздействия бога на мир единственным источником всех причинных связей.
ОККАМ Уильям (ок. 1285 — 1349) - англ. философ, представитель позднего номинализма. Отрицал возможность рационального доказательства догматов религии. Полагал, что понятие бога как бесконечного существа не может быть обосновано средствами разумного естеств. познания. Подчеркивание О. иррациональных моментов в вере и отрицание теологич. „рационализма способствовали независимости филос. и науч. знания от богословия. О. выступал против власти папства и противопоставлял авторитету папы общину верующих, критикуя ср.-век. иерархию католич. церкви.
ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus - тайный) - антинауч. мистич. учение, рекомендующее изучать сверхъестеств. безличные силы, к-рые якобы существуют в природе, персонифицируются под влиянием заклинаний и обрядов и могут быть подчинены человеку. Истоки О. восходят к первобытн. вере в безличную духовную сверхъестеств. силу и к магии. Оккультные „науки основываются на фан-тастич. „законах и шарлатанских опытах, это смесь магии др. мира с фальсифициров. науч. данными. О. разделяет науки на экзотерические, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутр. сущность, доступную якобы только посвященным. Гл. трактат по О. -„Изумрудная тетрадь приписывается мифич. Гермесу Тримагису. О. увлекались в ср. века и в эпоху Возрождения. В сер. 19 в. возник современный О., сторонники к-ро-го объявили его „новым естествознанием . В 19—20 вв. сотни оккультистов были изобличены в обмане. Распространение О. в совр. капиталистич. странах - свидетельство упадка и разложения бурж. культуры. Оккультист, „опыты , какими бы наукообразными ярлыками они ни были прикрыты, противоречат законам природы, обществ.-историч. практике человечества, результатам науч. эксперимента и наблюдения.
ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, или движение трактарианцев — получившее развитие в 30-40-х гг. 19 в. в Англии движение за обновление жизни церкви в условиях назревавшей в стране кризисной ситуации (чартизм, антиклерик. выступления трудящихся). Началось с выступления Оксфорд, богослова Дж. Кибла в 1833 против вмешательства гос-ва в церк. дела. О. д. впоследствии приобрело большой размах и оставило след не только в церк. жизни Англии, но и в зап. христианстве в целом.
„ОКТОГЕЗИМА АДВЕНИЕНС” (лат. „Octogesima adveniens -„Наступают восьмидесятые ) - апостольское послание папы Павла VI, опубликованное в мае 1971 в ознаменование 80-летия энциклики „Рерум новарум . В этом документе папа выступает против марксист, идеологии и предостерегает верующих от ее одобрения.
ОКТОИХ (греч. осьмигласник) - книга песнопений правосл. церкви на 8 голосов. О. оформился в 9 в. и представляет собой сборник отд. песен, молитв и канонов.
ОЛИМП - горный массив на севере Греции. Согласно др.-греч. мифологии — местопребывание богов во главе с Зевсом, к-рые ведут там блаженную жизнь, попутно решая судьбы людей. Исследователи связывают олимп. период в греч. мифологии с переходом об-ва к патриархату.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - элемент религ, представлений, заключающийся в наделении человеч. свойствами и обликом сил и явлений природы. Таково О. болезней, духов умерших, отд. растений как выражение силы земного плодородия, шаманских духов и т. д. Термин „О. по значению очень близок к понятию персонификация.
ОМАР ХАЙЯМ (ок. 1048 - ок. 1123) — перс, и тадж. поэт, философ, математик. В своих фил ос. четверостишиях, проникнутых антиклерик. вольнодумством, О. X. доказывает вечность и бесконечность природы, воспевает радости жизни, высмеивает духовенство и релит, обряды, отвергает идею загробного воздаяния, утверждая, что рай и ад находятся на земле.
ОМЕГА - понятие в религ.-филос. системе П. Тейяра де Шардена, служащее для обозначения бога как конечной цели развития универсума. Бог-Омега - не только трансцендентный, но и имманентный миру центр универсума, влекущий его по пути эволюции и придающий ей направление. Его влияние на мир якобы не противоречит законам природы и принципу причинности.
ОМОВЕНИЕ - обряд ритуального очищения водой различных частей тела, предваряющий совершение к.-л. св. действия (чтение молитвы, вход в храм, участие в религ. празднике и т. д.) у последователей иудаизма, ислама, ряда христ. сект. Во многих религиях имеется обряд обмывания покойника с целью его ритуального очищения перед погребением. В ряде христ. течений, напр. в адвентизме, совершается обряд омовения ног, основывающийся на новозаветном сказании о том, как Иисус обмыл ноги своим ученикам. Истоки этих обрядов лежат в др. представлениях о магич. силе воды.
Читайте: |
---|