МИД - МОН
Понятия и определения - Атеистический словарь |
МИДРАШ (др.-евр. „драш - исследование, истолкование) — особый вид иуд.-богосл. лит-ры 4-12 вв., содержащий аллегорически-поучительные комментарии к книгам Ветхого завета, а также сборники подобных сочинений, проповеди „законоучителей . В 13 в. М. были собраны и расположены в таком порядке, что стало возможным стих за стихом комментировать весь Ветхий завет. М. рекомендуется верующим как „назидательное чтение.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (1475-1564) - итал. скульптор, живописец, архитектор, поэт. Творчество М. - вершина реализма Возрождения. В его искусстве нашли художеств, воплощение идеи гуманизма. М. воспевал героич. начало в человеке, его способность к безграничному нравств. и духовному развитию. Произведения, созданные в период кризиса идеалов Возрождения, полны ощущения трагич. разлада между верой в победу человека и реальной невозможностью осуществления гуманистич. идеалов в тогдашних условиях. Фрески „Страшного суда , вызвавшие негодование клерик. кругов, обличают соц. пороки и являют образы трагич. отчаяния. В поздних скульптурах („Моисей , „Рабы , „Брут ) гл. тема - напряженная борьба человека за свободу, воля к действию.
МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ по свидетельству Евсевия эдикт, изданный в 313 в Медиолане (совр. Милан) римск. императорами-соправителями Лицинием и Константином, к-рые в борьбе за власть друг с другом и др. претендентами на римск. престол стремились привлечь на свою сторону христиан. Согласно М. э., христианство признавалось равноправным со всеми др. религиями; христиане получили право свободно отправлять культ, владеть имуществом, в т. ч. недвижимым. Конфискованное во время прежних гонений имущество возвращалось или возмещалась его стоимость. С этого времени христианство начинает превращаться в господствующую религию. В наст. вр. нек-рые ученые подвергают сомнению сообщение Евсевия, поскольку известно, что уже в 311 при императоре Галерии христианам было предоставлено право свободного отправления культа.
„МИЛИНДАПАНЬХА см. Менандр.
МИЛЛЕНАРИИ, хилиасты (лат. mille, греч. chilioi - тысяча) - сторонники религ.-утопич. учения о втором пришествии Христа и его тысячелетнем царстве, предсказанных в Откровении Иоанна (20 :4). М. верили в то, что это царство наступит на земле, а не в потустороннем мире. В учении М. — хилиазме - фантастически выражена мечта угнетенных об освобождении от гнета и страданий, о будущем справедливом и счастливом об-ве. Возникнув еще в раннем христианстве, хилиазм был осужден церковью в 3 в., но неоднократно возрождался в ср.-вск. крестьянско-плебейских ересях (иоахимиты, гуситы, амальрикане), в демократия. крыле Реформации (Мюнцер, анабаптисты) и позднее.
МИЛОСЕРДИЕ - деятельное сострадание и конкретно выражен-гая доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным и страдающим. Выводится религией из велений бога и рассматривается (в част., буддизмом, иудаизмом, христианством, исламом и др.) как одна из дарованных свыше добродетелей, способствующих преодолению греховности: „Милосердием и правдою очищается грех (Притч. 16:6). Практически проповедь М. сводилась и сводится к требованию от неимущих терпеливого ожидания подачек (милостыни) от имущих и довольства этими подачками, а также к пожеланию имущим не скупиться на милостыню, чтобы ею удержать неимущих от радикальных действий. С помощью подобных призывов церковь внушала верующим, что богатые созданы богом, чтобы проявлять М. к бедным, а бедные - чтобы быть объектом такого М. Тем самым религиозно оправдывалось соц. неравенство.
МИМАНСА (санскр., букв. - исследование) - одна из 6 осн. систем индийской философии, опирающихся на авторитет вед. Называется также карма-миманса (миманса действия) и пурва-миманса (первая миманса), в отличие от уттарамимансы, или веданты. Последователи М., возникшей в 3 в., считали, что веды не являются откровением в полном смысле слова и что содержащиеся в них религ. и филос. положения нуждаются в логич. обосновании. В основе учения М. лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния -мокша - не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и к.-л. сознат. усилий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснит. соблюдение обществ, и религ. долга -дхармы. С т. зр. М., следование дхарме само по себе может привести к конечному освобождению. М. признавала и материальное начало во Вселенной. Поздние комментаторы усилили теологич. сторону М. В то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии М. дают основание для сближения ее с др.-инд. материализмом.
МИМБАР - см. Мечеть.
МИН - в др.-егип. религии бог плодородия, часто отождествлявшийся с Амоном. М. считался владыкой торгового пути, идущего от Коптоса (совр. Куфт) к Красному морю. В др.-греч. мифологии М. соответствовал Пан.
МИНАРЕТ (от араб, „манара - светиться) - башня при мечети, с к-рой муэдзин призывает верующих к намазу (возглашает азан). В наст. вр. во мн. странах М. сохраняют характер архитектурной декорации, азан же провозглашается с небольшого возвышения во дворе мечети.
МИНЕИ ЧЕТЬИ, четьи минеи (греч. menaia - месячные) — церк. сборники, содержащие жизнеописание святых в порядке празднования их памяти, богослужебные песни, поучения, каноны, молитвы на каждый день месяца и на весь год на церк.-славян. языке, появившиеся в 12 в. Наиболее популярными стали М. ч., составленные Дмитрием Ростовским (ок. 1700), и свод житий - Великие М. ч., составленные митрополитом Макарием (1482-1563).
МИНЕРВА - др.-римск. богиня мудрости, считалась покровительницей науки, ремесла, искусства и врачевания. С кон. 3 в. до н. э. М. отождествлялась с др.-греч. богиней Афиной Палладой и почиталась также как богиня войны, военного дела, охранительница городов.
МИНОРИТЫ (от лат. minor меньший), меньшие братья - члены одного из подразделений католич. монаш. ордена францисканцев.
МИРАДЖ (араб. - вознесение, лестница), или раджаб-байрам - праздник у мусульман, установленный в честь фантастич. путешествий Мухаммеда на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом, совершенного, как утверждают богословы, в одно мгновение. М. отмечался в месяце раджаб (седьмом месяце мусульм. лунного календаря). В наши дни мн. мусульм. календари, отражающие ислам, праздники, о М. не упоминают. Не упоминается М. и в календаре, издаваемом Духовным управлением мусульман Ср. Азии и Казахстана.
МИРО (греч. mýron — благовонное масло) — состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. М. первоначально представляло собой обычное растит, масло. С 6 в. к нему стали добавлять бальзам и ароматич. вещества. В правосл. церквах М. изготавливается из оливк. масла, белого виноградного вина и ароматич. веществ.
МИРОВАЯ ВОЛЯ - термин, к-рым философы-идеалисты обозначают якобы существующую объективно (независимо от человека и человечества) и составляющую сущность действительности волю. У Беме, к-рого иногда называют основателем „метафизич. волюнтаризма , созерцающий себя и творящий мир бог отождествляется с „безосновной единой волей. Подробно учение о М. в. разработано Шопенгауэром. Для него воля — вещь в себе, бессознательная „реальность , пребывающая вне пространства и времени. А все многообразие неорганич. и органич. мира не что иное, как ее воплощения. Понятие М. в. встречается и у представителей совр. бурж. философии. Напр., в религ. экзистенциализме Бердяева первореальность, проявляющаяся в форме природы и истории, рассматривается как творч. воля.
МИРОВАЯ ГАРМОНИЯ - понятие о мире как едином целом, различные части к-рого находятся между собой в отношении соразмерности и согласованности. Представления о М. г. играли важную роль в космологии античных философов. У пифагорейцев, напр., гармония - осн. свойство сферической Вселенной, причем сущность ее заключается в математич. отношениях - пропорции и числе. Согласно Гераклиту, основу М. г. составляют не числа, а связь материальных вещей и их качеств, возникающих из единой субстанции (огня) и взятых в борьбе, взаимопереходе противоположностей. По мнению Платона, близкого к пифагорейцам, мир. душа, одушевляя мир, сама подчиняется числовым отношениям, гармонич. порядку. Аристотель же, хотя и склонялся к телеологии, развивал, следуя Гераклиту, реалистич. взгляд на рождающуюся из хаоса М. г., полагая ее источник не в душе, а в самой природе вещей. Средневек. мысль, пронизанная дуализмом земного и небесного, считала М. г. отражением совершенства бога. Не исчезает идея М. г. и в Новое время (И. Кеплер, А. Шефстбери и др.). Лейбниц развил концепцию „предустановленной гармонии, по к-рой деятельность автон. духовных монад, образующих мир, гармонизируется, согласуется между собой с помощью бога, божественного пре-дустановления. Рациональные мысли о М. г. высказывались представителями нем. классич. философии. Диалектико-материалистич. воззрение отвергает религ.-идеалистич. истолкование М. г. Оно видит в гармоничности мира свойстве объективного бытия, вытекающее из связи его законов, из таких его характеристик, как противоречие, симметрия, ритм, целостность, система и структура.
МИРОВАЯ ДУША - термин идеалистич. философии и теологии, к-рым обозначается некое единое и активное начало или существо, якобы оживляющее и одушевляющее Вселенную и обладающее способностью чувствовать и познавать. Платон, напр., усматривал в созданной демиургом М. д. связующее звено между миром чистых идей и чувств, предметами. Жизнь ее, по Платону, подчиняется математич. отношениям и гармонии, к-рые свойственны также космич. явлениям и душе человека. В той или иной форме идея М. д. присуща мн. учениям. В стоицизме М. д. (божеств, огненная пневма) отождествляется с природой, в системе веданта душа мира (брахман) является божеств, реальностью. Иногда она сводится к одной из ипостасей бога (напр. у Оригена - к Христу-логосу). Для Бруно М. д. — свойственное всему материальному формообразующее и одушевляющее начало, „внутр. художник материи . Шеллинг видит в М. д. орудие бога, к-рым он „действует на природу и мир духов , „художеств, мудрость , присущую мировому целому. Понятие М. д. играет важную роль в софиологии (Соловьев, Булгаков и др.). Следует выделить 2 тенденции в учении о М. д. Представители одной (напр., Бруно) стремятся с помощью М. д. объяснить факт сознания и движения материи (отсюда их пантеизм и гилозоизм) . Сторонники другой, доминирующей, тенденции, вводя М. д. как посредника между богом и миром, пытаются избежать пантеизма и тем самым снять с бога ответственность за зло, царящее в мире. Это - одна из форм апологии религ. миросозерцания.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизнен, позицию и ценностную ориентацию. М. формируется на основе науч. знаний конкр. историч. эпохи, филос, по-литич., экономич., этич., эстетич., религ. воззрений и в принципе определяется соц. условиями жизни людей, характером клас. отношений. В широком смысле слова различаются 2 осн. типа М. - науч., диалектико-материалистическое и ненауч., религ.-идеалистическое. Основой этого разграничения является решение осн. вопроса философии. „Вопрос об отношении мышления к бытию, - писал Ф. Энгельс, - о том, что является первичным: дух или природа, - этот вопрос... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века? (т. 21, с. 283). Науч. М. служит прочным фундаментом творческой активности, высокой ответственности, верности обществ, долгу, позволяет человеку ориентироваться в решении коренных проблем бытия: в определении цели и смысла жизни, в формировании представлений о перспективах обществ. развития. Религ. М. смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизнен, задач в сферу индивид, интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии, с эсха-тологич. (см. Эсхатология) и хилиастич. (см. Хилиазм) представлениями. Тем самым оно обусловливает иллюзорно-фантастич. восприятие действительности, убеждение в существовании особых связей между человеком и сверхъестеств. силами. Во всех антагонистич. обществ.-экономич. формациях господствующим являлось религ.-идеалистич. М., отвечающее интересам реакц. классов.
Только в социалистич. об-ве господствующим становится диалек-тико-материалистич. М., что, разумеется, не исключает наличия религ. взглядов и представлений у части людей. Несмотря на то, что науч. и религ. М. несовместимы, эта несовместимость не является препятствием на пути сотрудничества верующих и неверующих в борьбе за мир, демократию, социализм. Диалектико-материа-листич. М. позволяет сформировать идейную убежденность, уверенность в неодолимости передового и прогрессивного в борьбе с отжившим и реакционным, четкие методологич. позиции, активность в борьбе с различными формами проявления религиозности в развитом социалистич. об-ве.
МИРОВОЙ ДУХ - термин идеалистич. философии и теологии, употребляемый для обозначения якобы существующего объективно духа, к-рый не только составляет сущность материального мира, но и творит его. Нередко понятия „М. д. („абсолютная идея ) и ,,мировой разум употребляются в качестве идентичных, что в известных пределах оправдано. Однако, если в характеристике мирового разума идеализм мистифицирует рациональные аспекты сознания и деятельности человека, v.to в понятие „М. д. он включает еще и эмоционально-волевые аспекты. Поэтому М. д. для него - это, как правило, единство познавательных, волевых и эмоциональных сил. Напр., согласно Гегелю, М. д. диалектически реализует себя в сфере чистой мысли (логика), в природе (инобытие М. д., идеи), в человеческом духе (история, социальные институты, индивидуальное и общественное сознание). В религии, искусстве и философии М. д. завершает круг своего движения. Хотя для Гегеля М. д. является богом, он остается на почве рационализма. В персонализме (Лосский и др.) М. д. - совершенная личность, некий мистич. деятель, выступающий посредником между сотворившим его богом и миром. Большинство религ. философов называют такого рода посредника мировой душой. В религии М. д. отождествляется с богом (евангельское „бог есть дух ). К. Маркс назвал понятие „М. д. „метафизическим призраком (т. 3, с. 45).
МИРОВОЙ РАЗУМ термин идеалистич. философии и теологии, означающий не зависящее от природы и человека начало, к-рое составляет сущность мира, всей действительности. Это понятие неоднозначно толкуется философами и теологами. Гераклит и Анаксагор понимали М. р. (“логос , “нус ) одновременно как материальную и идеальную упорядочивающую, законополагающую силу мира. Позднее М. р. рассматривается как чисто идеальное начало: совокупность умопостигаемых, запредельных идей, высшая из к-рых идея блага (у Платона), мыслящий, созерцающий сам себя ум (нус), перводвигатель (у Аристотеля). И благо и ум оказываются у них богом, конечной целью всех вещей. В стоицизме божеств. М. р. (огненный логос, целесообразность, закон, рок) отождествляется с природой (см. Пантеизм). У Филона Александрийского и Плотина М. р. интерпретируется преимущественно в религ. смысле. Для Филона, чьи идеи оказали значительное влияние на формирование христианства, М. р. — это и логос антич. философии, и библ. слово божье, творческая, божеств, сила. В ср. века М. р. трактуется в духе аристотелизма и неоплатонизма, его считают посредником между богом и миром. Гегель видел в М. р. „субстанциальную основу и содержание всего действительного. В совр. бурж. философии идея М. р. в той или иной модификации обычно становится средством обоснования фидеизма. В марксистск. философии термин „М. р. является объектом критич. анализа.
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - термин, к-рый применяется по отношению к буддизму, христианству, исламу. М. р. появились в эпохи великих историч. поворотов, перехода от одной обществ.-экономич. формации к другой. М. р. формировались в условиях складывания „мир. империй , когда обнаруживалась „потребность дополнить мировую империю мировой религией (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 313). М. р. свойственны прозелитизм, пропагандист, активность, их проповедь носит межэт-нич. и космополитич. характер. В них нашла иллюзорное выражение идея равенства всех людей, что и обусловило их широкое распространение. В конкр. историч. условиях различные направления М. р. со временем приобрели этнич. окраску.
МИРОЗДАНИЕ мира. см. Картина
МИРОКУ - см. Майтрея.
МИРОНОСИЦЫ, жены-мироносицы - согласно Евангелию от Марка, три женщины: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия — принесли к гробу Иисуса на третий день после его распятия благовония (миро), чтобы помазать его тело, но нашли его гроб пустым, а внутри гробницы сидел прекрасный юноша в белом одеянии, к-рый сказал им: „Иисуса ищете Назарянина, распятого; он воскрес, его нет здесь (16 : 2-8). Т. о., М. были первыми, кто узнал о воскресении Христа. Несмотря на то, что др. евангелия сообщают противоречивые сведения о М. (Матфей называет лишь двух М. - Марию Магдалину и „другую Марию . Лука - Марию Магдалину, Иоанну и Марию - мать Иакова, а Иоанн - только одну Марию Магдалину), церк. традиция принимает во внимание версию Евангелия от Марка. Правосл. церковь отвела целую неделю (третью неделю после пасхи) для чествования этих мифич. еванг. персонажей.
МИРОПОМАЗАНИЕ - одно из 7 христ. таинств, признаваемых католицизмом и православием. Посредством него человек якобы наделяется божеств, благодатью. Ритуал М. состоит в смазывании лба, глаз, ушей и др. частей лица и тела верующего ароматич. маслом - миром. Обряд М. в православии и у старообрядцев-попов-цев связан с крещением. М. является пережитком др. представлений, колдовских обрядов, основанных на поверье, будто смазывание тела человека маслом отпугивает злых духов. Отсюда ритуал помазания при возведении в духовный сан или на царский престол в древнем мире. Христианство заимствовало его, придав ему новый смысл, связав с принципами своей веры, наделив свойствами таинства. М. является одним из элементов христ. культа, способствующим укреплению церк. влияния на верующих.
МИРОПОНИМАНИЕ - система идей о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причинах и характере мир. изменений и месте человека в мире. Содержание М. существенно зависит от уровня развития науки и обществ, практики. Будучи частью мировоззрения, М. является материалистическим или идеалистическим. Древнейшая форма идеа-листич. М. - религиозная; для нее характерно признание бога или мн. богов создателями и управителями мира, определяющими его судьбы, роль человека в нем. С наибольшей полнотой особенности этой формы М. нашли выражение в мир. религиях, особенно в христианстве и исламе. Возникшие позднее филос. идеа-листич. системы М. (Платона, Лейбница, Гегеля) проводили ряд общих с религией идей, хотя в иной, более абстрактной форме. В глубокой древности зародилось и материалистич., атеистич. М. (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ван Чун). Атеистическим, хотя порой и непоследовательным, было М. мыслителей-материалистов Нового времени — Декарта, Спинозы, Дидро, Гольбаха и др., - опиравшееся на использование механики в качестве универс. фактора для объяснения явлений различных областей действительности. Последовательно атеистическим является М. диалектич. и историч. материализма, обобщающее все достижения совр. естествознания и обществ, практики. Рассматривая мир как структурно неисчерпаемую, многообразную движущуюся материю, вечную и бесконечную, это М. закрывает всякие лазейки для протаскивания идеи бога.
МИРЯН АПОСТОЛАТ см. Миряне.
МИРЯНЕ - рядовые верующие (в отличие от клира) в христианстве. Все совр. христ. церкви считают необходимым повышать активность М. в упрочении религ. влияния на различные сферы обществ, жизни. II Ватикан, собор, напр., спец. декретом провозгласил всемерное повышение роли М. как опоры церкви. Католич. церковь создает такие орг-ции М., как различные союзы, действующие в рабочей среде, христ.-демократич. партии, культурно-просветит. религ. об-ва и т. п. Все это получило название апостолата М.
МИСНАГЕД (др.-евр. - противник) - так в хасидизме называют сторонников ортодокс, иудаизма.
МИССИОНЕРСКИЕ ОБЩЕСТВА - орг-ции протест, церквей по распространению христ. идей среди населения, придерживающегося иного вероисповедания. Одним из первых (1795) было создано Лондонское миссионер, об-во. В 1797 возникло Англикан. церк. миссионер, об-во, в 1792 - Нидерландское. Небольшие М. о., созданные в Сев. Америке, занимались евангелизацией индейцев. В 1910 в Эдинбурге (Шотландия) состоялся международ, конгресс протест. миссионеров, рассмотревший вопрос о координации действий между М. о. Великобритании, Америки, Европы. Конгресс учредил международ, миссионер, совет. М. о. были созданы во мн. странах Зап. Европы. В 1823 в Париже было организовано об-во евангелич. миссий. Базельское об-во евангелич. миссий, основанное в 1815, действовало в Индии, Китае, Иране. В 1824 было организовано Берлинское миссионер, об-во.
МИССИОНЕРСТВО (от лат. missio посылка, поручение) - деятельность церк. орг-ций по распространению религии среди иноверцев в своей стране и за ее пределами. М. - одна из форм идеологич. экспансии, получившая особое распространение в период колониальных захватов, способствовавшая созданию и укреплению колониальных империй. Миссионеры принимали открытое или замаскированное участие в порабощении и ограблении народов Америки, Азии, Африки. М. занимались ка-толич. ордены иезуитов, францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев и др. Католич. миссионерами руководила основанная в 1622 Конгрегация пропаганды веры, переименованная в 1968 в Конгрегацию евангелизации народов. Миссионеры фактически монополизировали дело просвещения, мед. помощи. После второй мир. войны М. стало проводником неоколониализма. М. были посвящены энциклики „Фидеи Донум Пия XII (1957), „Принцепс пасторум Иоанна XXIII (1959), „Популорум прогрессио Павла VI (1967). Вопрос о М. обсуждался на II Ватикан, соборе (1962-1965), утвердившем декрет о миссионер, деятельности. Стремясь укрепить позиции католич. церкви в странах Азии, Африки, миссионеры начали готовить местные кадры духовенства. В конклавах 1978 участвовали 12 кардиналов из Африки и 9 - из Азии. М. активно занимаются протест, церкви, располагающие рядом миссионер, об-в. Принцип всеобщ, священства в протест, объединениях (баптизм, адвентизм и др.) требует от каждого верующего участия в М.
МИССИЯ (лат. missio - посылка, поручение) - 1) в церк. словоупотреблении - посланничество, выполнение поручений, распространение данной религии среди людей, придерживающихся иного вероисповедания; 2) резиденция миссионеров, на территории к-рой обычно располагаются церковь, часовня или мечеть, общежитие для монахов-миссионеров, школа-интернат. Многочисл. миссии, действующие в Азии, Африке и странах Лат. Америки, имеют католич. и др. христ. церкви. Религ. М. содержит также мусульманские орг-ции.
МИСТАГОГ - др.-греч. жрец, посвящавший в мисты (звание, дававшее право участвовать в мистериях) .
МИСТЕРИИ (от греч. mysterion - таинство, тайна) - тайные культы др. религий, в к-рых участвовали только посвященные. Первые М. связаны с культами др.-вост. божеств - Осириса и Исиды, Таммуза, Аттиса и Кибелы, Митры. В Др. Греции известны элевсинские, орфические, самофракийские М. Мн. элементы М. были заимствованы христианством.
МИСТИКА, МИСТИЦИЗМ (от греч. mystikos - таинственный) - в широком смысле: 1) признание сверхъестеств. сущности явлений природы и об-ва, напр, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы; 2) истолкование различных открытий естествознания как доказательства существования таинств, сил (напр., „наукология , спекулирующая на мистич. интерпретации „бессознательного у человека); 3) религ.-филос. идеалистич. учения - теософия („богопознание ), антропософия („человекопознание ) и т. п.; 4) вост. верования и культы Индии (буддизм, брахманизм, йога), Китая (даосизм), Японии (дзэн), Ирана (суфизм), иудаизма (каббала и хасидизм); 5) пережитки первобытн. веры в духов в виде спиритизма, в волшебные безличные силы в виде оккультизма, в колдовское „лечение („парамедицина ) и т. д.; 6) различные формы магии в быту (гадания, суеверные приметы и т. п.); 7) попытки мистифицировать все формы проявления жизни и деятельности людей от „М. секса , „М. спорта („пневрит-мия ) до „М. пищи . М. в узком смысле - вера в непосредств. сверхчувств. общение людей со сверхъестественным. Всякая М. религиозна, всякая религия мистична. Отношение совр. христ. духовенства к вневероисповедной М. противоречиво: распространение ее выгодно церкви, потому что способствует укреплению религии, но вызывает опасение, что М., призывая людей самих искать слияния с богом, тем самым устраняет посредничество церкви как „мистич. тела Христа и ее служителей. М. восходит к первобытн. магии, астрологии и мантике древнего мира, к его мистериям. В разных странах были тайные орг-ции, в к-рые посвящали избранных в целях мистич. единения с духами и богами: в Др. Греции, напр., мистич. культы орфиков, элевсинские мистерии и пр. М. особенно распространилась в средние века. В прошлом иногда под мистич. оболочкой скрывались прогрес. взгляды и элементы науч. знаний, но в наст. вр. М. - это смесь бессознательного обмана с сознательным шарлатанством. Всякая М. антинаучна. В условиях духовного кризиса капитализма М. широко насаждается в бурж. странах. Одна из особенностей совр. М. - стремление придать себе наукообразный вид, внушить, что ее вымыслы подтверждаются наукой. В США существует комитет ученых, ставящих целью разоблачение мистич. шарлатанства: астрологии, телепатии, психокинеза и т. д. Во Франции борьбу с М. ведет „Союз друзей разума . Рационализм не способен преодолеть М. „Все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, ...а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошел весь этот идеалистический вздор (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 37).
МИТРА (греч. - головная повязка) - в правосл. и католич. церквах - позолоченный головной убор, надеваемый высш. духовенством во время богослужения.
МИТРА - см. Митраизм.
МИТРАИЗМ — религия, связанная с поклонением богу Митре. Возникла в последние века до н. э. в Иране и распространилась на территории Римск. империи и в Передней Азии. М. порожден кризисом рабовлад. об-ва и его идеологии. Культ Митры существовал в Др. Индии и в Др. Иране еще задолго до возникновения М., но играл там второстепенную роль. Митра считался посредником между людьми и богами. Незадолго до н. э. М. приобрел в Иране самостоят, значение. Митра выступал теперь как верховный добрый бог, противостоящий злому Анхра-Майнью и в этом качестве заменивший Ахурамазду, как бог-солнце, спаситель, к-рый в свое время вступит в решительный бой с Анх-ра-Майнью и уничтожит его. Мифы, лежащие в основе М., как и культ его, во многом совпадают с мифологией и культом христианства, сходны также и формы организации их общин. Это можно объяснить, с одной стороны, заимствованием христианством у М. отд. черт, а с другой - одинаковыми соц.-историч. условиями возникновения и распространения обеих религий. В первые столетия существования христианства М. был его серьезным конкурентом, с к-рым ему пришлось выдержать тяжелую борьбу.
МИТРОПОЛИТ (от греч. metropolites - человек из гл. города, метрополии) - высш. духовный сан в правосл. и нек-рых др. церквах. В церквах, где установлено патриаршество, - второй после патриарха сан в церковной иерархии.
МИФ (греч. mythos - рассказ, предание) - вымышл. рассказ, плод народной фантазии, в к-ром явления природы или культуры представляются в наивноолице-твор. форме. М. отличается от сказки тем, что всегда содержит в себе попытку объяснения явления (этиологич. функция мифологий). От легенды М. отличается тем, что в основе его не лежит никакое историч. событие. Сложен вопрос об отношении М. к религии. Одни ученые отождествляли М. с религией (мифологич. школа), другие противопоставляли М. религии: напр., по мнению Э. Лэнга и В. Шмидта, примесь М. лишь загрязняет религию. Нек-рые утверждают, что примесь религии, напротив, портит М., к-рый первоначально выражал творч. фантазию человека, основанную на его трудовом опыте (см. Мифология).
МИФОГРАФЫ - авторы, ставящие своей цепью коллекционирование и изложение др. мифов без всяких комментариев. Появились уже в 4 в. до н. э. К ним относятся: Аполлодор, Палефат, Парфе-ний Никейский, Эратосфен, Антоний Либерал, Гигин Астроном, Плиний Старший, Авл Лаллий, Вергилий Сервий и т. д. Так, у Аполлодора имеется краткое изложение мифа об Аполлоне. Изложение мифов нашло свое выражение в позднеантичном памятнике „Ватиканские мифографы , изданном Боде в 1894 под названием „Латинские писатели по мифологии .
МИФОЛОГЕМА - понятие, употребляемое в религиоведении для выражения осн. идеи мифа. Англ. этнограф Д. Фрейзер, напр., открыл М. умерщвляемого и заменяемого царя-колдуна, магически ответственного за урожай и племен, благополучие. В последующем эта М., проходящая сквозь др. мифы, трансформировалась в идею воскресающих и умирающих богов.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в бурж. историографии первонач. христианства, ставившее перед собой задачу доказать, что еванг. рассказ об Иисусе Христе является мифом. В истории развития этой школы выделяются 3 периода. 1-й связан с именами франц. ученых Ш. Дюпюи и К. Вольнея, создавших астральную теорию происхождения мифов, согласно к-рой мифы - олицетворения живой и неживой природы, а Христос – аллегория солнца. Ко 2-му периоду относятся нем. младогегельянец Б. Бауэр, представители голланд. радикальной школы: А. Гукстра, А. Пирсон, А. Д. Ломан, Г. Болланд. Вскрывая противоречивость евангелий, Б. Бауэр трактует их как фикции, т. е. сознат. вымысел отд. лиц. Он много сделал для выяснения идейных предпосылок христианства. 3-й период в развитии школы относится к нач. 20 в. и связан с именами Дж. М. Робертсона, Т. Уайттекера, развивших гипотезу дохрист. культа Иисуса (Иешуа), А. Немоевского, Э. Мутье-Руссэ, П. Л. Кушу, У. Б. Смита, А. Древса. Последний изучал гностицизм как источник христианства. В исследование происхождения христианства они внесли большой вклад, но, будучи идеалистами, не вскрыли соц.-экономич. причин появления христианства и не смогли до конца развенчать миф о Христе.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - архаич. стадия идеологии, представляющая собою синкретич. единство примитивных релит, идей, поэтич. творчества, зачаточного эмпирич. познания мира. Для М. м. характерно невыделение человеком себя из окружающей природы, приписывание природным объектам человеч. черт и свойств; нерасчлененность в мышлении понятий субъекта и объекта, материального и идеального, пространственного и временного и т. д.; слабое развитие абстрактных понятий и сильное элементарно-чувственное восприятие; неразличение природы и культуры, т. е. естеств. природных явлений и вещей, созданных руками человека. М. м. сыграло значит, роль в генезисе религ. мифологии, философии, фольклора, повлияло на развитие лит-ры. М. м. исторически сосуществовало с науч. мышлением как два уровня познания и осмысления мира: в М. м. преобладало эмоционально-интуитив. начало, в науч. мышлении - логическое. М. м. продолжает существовать и в наше время, притом не только в об-вах с архаич. обществ, структурой (племена и народности Австралии и Океании, Юго-Восточной Азии, Африки), но (в пережиточной форме) и в культуре высокоразвитых совр. этносов.
МИФОЛОГИЯ (от грсч. mythos - предание, сказание, рассказ) - 1) совокупность мифов, т. с. созданных народной фантазией сказаний, в к-рых в олицетворенной наглядно-образной бессознательно-художеств. форме отражаются явления природы и обществ, жизни. На ранних стадиях человек, истории в М. причудливо соединялись элементы реалистич. знаний о действительности, художеств, образы, нравств. предписания и нормы, религ. представления. Наиболее распространенными являлись рассказы о возникновении и эволюции мира, солнца, луны, звезд и пр., о происхождении животных, появлении человека и т. д. В качестве обязат. элемента миф сохраняется в религии. Мир. религии при своем формировании заимствовали ряд сюжетов др. мифов, в то же время создав новые. Христианство, напр., использовало др. мифы об умирающем и воскресающем боге, искупит, жертве и т. д., разработав одновременно и „оригинальные : о сошествии „св. духа на апостолов и др. С развитием человеч. об-ва М. утрачивает значение универс. средства духовного освоения действительности. Познание закономерностей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывают ту основу, на к-рой вырастает М. „Всякая мифология, - писал К, Маркс, - преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы (т. 46, ч. I, с. 47); 2) наука, раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифич. феноменов.
МИХРАБ - см. Мечеть.
МИЧУРИН Иван Владимирович (1855-1935) - рус, сов. биолог-новатор, селекционер. Базируясь на дарвинизме, провел огромную экспериментальную работу по изучению путей управления наследственностью растений и ее перестройки в интересах человека. Вывел более 300 новых сортов плодовоягодных культур. Преобразование М. живой природы противоречило креационизму и встретило враждебное отношение церковников. Достижения М. получили признание и развитие лишь при Сов. власти.
МИШНА - см. Талмуд.
МНОГОБОЖИЕ - см. Политеизм.
МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (франц. modernе - современный) - один из способов приспособления религии и теологии к новым обществ .-историч. условиям, к изменившемуся сознанию верующих. В процессе модернизации обновляются различные элементы религ. комплекса, формируются новые понятия, пересматриваются традиц. формы защиты религии, изменяются ее ортодокс, установки. Гл. целью М. р. являются упрочение позиций религ. идеологии, преодоление кризиса веры и одновременно разработка новых форм борьбы с науч.-материалистич. мировоззрением. М. р. не представляет организационно оформленного течения. К нему примыкают те группы духовенства, теологов, философов, верующих, к-рые считают, что их обновленч. позиция лучше защищает интересы религии и церкви, нежели позиции традиционалистов. Если в кон. 19 в. - нач. 20 в. Ватикан самым решительным образом осудил богосл. соч. Л. Дюшена, А. Луази, Э. Леруа, в к-рых предлагалось пересмотреть ряд устаревших представлений, то на II Ватикан, соборе т. зр. модернистов стала преобладающей. Позиция „умеренного обновления сейчас разделяется многими правосл. и протест, церквами, получила распространение в исламе, буддизме и др. религиях. Наиболее радикальные модернист, тенденции в наст. вр. наблюдаются в протест, теологии. Совр. М. р., как и исторический, преследует цель „оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию (Ленин В. И. ПСС, т. 19, с. 90).
МОИСЕЕВ ЗАКОН - см. Пятикнижие Моисеево.
МОИСЕЙ, Моше мифич. библ. персонаж, к-рому иудаист. и христ. предание отводит роль пророка Яхве и основателя его религии. Согласно библ. сказанию, Яхве помог М. вывести евреев из Египта, где они были в рабстве у фараона, в Ханаан (см. Исход), и дал М. на горе Синай скрижали с 10 заповедями (см. Заповеди). М. выступает и как законодатель; ему приписывается авторство ,,Пятикнижия .
МОЙРЫ (греч. moira - доля, участь) - в др.-греч. мифологии 3 богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис определяет жребий людей, Атропос в назначенный срок обрезает нить жизни.
МОКША - см. Сансара.
МОЛЕБЕН - богослужение, носящее благодарственный или просительный характер. В отличие от молитвы всегда является коллективным.
МОЛИТВА - обращение священника либо самого верующего к богу, к сверхъестеств. силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. - непременная часть религ. культа, обязат. атрибут обрядов, богослужений или церк. праздников. Ее истоки лежат в глубокой древности, в наивной вере наших далеких предков в магич. силу слова, с помощью к-рого можно якобы воздействовать на сверхъестеств. силы. М. есть не что иное, как разновидность колдовства, и восходит к перво-бытн. магич. заклинаниям. М. всегда использовалась церковью как эффективное средство эмоц.-психологич. воздействия на верующего.
МОЛИТВЕННАЯ МЕЛЬНИЦА (монг. „хурдэ ) - в ламаизме - полый цилиндр, в к-рый закладываются молитв, тексты. М. м. бывают размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Один оборот М. м. равнозначен прочтению всех текстов молитв, в ней заключенных. М. м. часто связывались с „сансарийн хурдэ - будд, учением о круговороте чувственного бытия.
МОЛОКАНЕ - одна из разновидностей „духовного христианства (см. Духовные христиане) в России. Появились в кон. 60-х гг. 18 в. среди гос. крестьян, мещанских и купеческих кругов. Основатель секты - С. Уклеин, деревенский портной. Свое учение М. называли „чистым молоком духовным . Они отрицали правосл. церк. иерархию, монашество, иконы, мощи, святых. Библию рассматривали как единств, источник истины. М. истолковывали ее в „духовном , т. е. этическом, смысле, считали ее гл. руководством в повседневной обществ, и личной жизни. В представлениях М. (в отличие от духоборов) отсутствует пантеистич. мировосприятие. Учение М. - это теизм, освобожденный от церк.-канонич. норм. Христ. таинства М. толкуют „духовно . Истинный смысл жизни, спасение и блаженство человека состоит в раскрытии заложенного богом в человека доброго начала, в нравст. совершенствовании людей. Идея „спасения верой и отказ от посредников между богом и человеком сближали их с протестантами, что и предопределило впоследствии их поглощение баптистами. Священнослужителей у М. нет, их роль исполняют „старцы (пресвитеры) . Религ. культ сводится к молитв, собраниям, проповедям и пению духовных песен. М. были одной из многочисл. (до 1 млн. последователей) сект „духовных христиан в России. Царизм преследовал М., причислял их к „вреднейшим сектам . Спасаясь от притеснений, часть М. в перв. пол. 19 в. переселилась в Таврич. губ., на Сев. Кавказ, в Сибирь, в Закавказье. Соц. расслоение среди М., связанное с развитием капиталистич. отношений в России, привело к обострению внутр. противоречий в этой секте и к ее кризису. Перед Октябрьской революцией насчитывалось 200 тыс. М. различных направлений. Социалистич. коллективизация деревни окончательно подорвала соц. корни молоканства. В наст. вр. общины М. действуют в Азербайджанской, Грузинской, Армянской ССР, а также на Украине, в Молдавии, республиках Сев. Кавказа, Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской обл. и др. местах. Подобно духоборам, они в значит, степени превратились в этнич. группы.
„МОЛОТ ВЕДЬМ (лат. „Malleus maleflcarum ) - изданная в кон. 15 в. книга нем. инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Шпренгера, в к-рой с помощью ссылок на „св. писание и труды „отцов церкви обосновывается необходимость расправы над еретиками, ведьмами и колдунами. Эта, по словам Горького, „позорнейшая книга в истории человечества выдержала лишь за первые 180 лет со дня ее выхода в свет 29 изданий в разных странах, став своеобразным пособием для инквизиторов. Она способствовала распространению самых невежественных представлений и мракобесия, разжиганию религ. фанатизма.
МОЛОХ (греч. Moloch, библ. - Молех, Милком) — в финик, религии бог солнца, покровитель города или племени. Особенно широко культ М. был распространен в Карфагене. М. почитался также в Израильском и Иудейском царствах вплоть до реформы Иосии, отменившего в 622 до н. э. все культы, кроме Яхве.
МОЛЧАЛЬНИКИ - крайне фанатич. течение в истинно-правосл. христианстве. Возникло на территории Тамбовской обл. в сер. 20 в. Основательницами его считаются Л. Кислякова и Н. Вирятинская. Согласно их представлениям, получить спасение можно лишь в том случае, если окончательно порвать с миром, объявить ему бойкот, превратиться в „живой труп . Они призывали объединиться на основе обета молчания, полностью прекратить общение с окружающими, в т. ч. и с единоверцами, не желавшими принять обет. М. отказывались работать даже на приусадебных участках, вели полуголодный и крайне замкнутый образ жизни. Стремясь полностью изолироваться от „греховного мира , выходили на улицу только по ночам, проводя время в изнурительных постах и молитвах. Количество М. незначительно. В период наибольшей активности их насчитывалось немногим более 100 чел. Начиная с 60-х гг. группы М. стали распадаться.
МОЛЬТМАН Юрген (р. 1926) - совр. теолог (ФРГ). Наибольшую известность приобрела его книга „Теология надежды (1964), в к-рой он попытался соединить традиц. христ. эсхатологию с модными в 60-е гг. идеями соц. теологии. По мнению М., в центре христ. теологии стоит „проблема будущего , значение к-рой определяется верой во второе пришествие Христа. Будущее трактуется М. не только эсхатологически: надежда на божеств, вмешательство должна, по его мнению, сочетаться с преобразованием об-ва и самого человека в духе христ. принципов.
МОНАРХИАНЕ - последователи христ. секты 2-3 вв., выступавшей против вырабатывавшегося в то время догмата о троице, т. к., по их мнению, это представление грозило поколебать идею единого господства (греч. monarchia — единовластие, единодержавие) бога. М. проповедовали, что отец, сын и дух троицы являются только образами проявления единого божества, к-рое в Ветхом завете представало в виде бога-отца, в Новом - бога-сына, а в душах наделенных благодатью верующих — в образе бога-духа. Из этого следовал вывод, что в лице Иисуса Христа страдал, умер и воскрес бог-отец.
МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ - рус. гос. учреждение, созданное в 1649 для разбора судебных дел духовенства, касающихся имуществ. отношений, а с 18 в. - и для управления земельными владениями духовенства и монастырей. Под давлением иерархии, верхушки, добивавшейся для церкви экономим, независимости от светской власти, М. п.-был упразднен в 1677. Восстановлен в 1701 с передачей в его ведение дел по управлению монастырями, церк. школами и т. д. В 1720 дела М. п. были переданы камер-коллегии, а в 1725 - особой камер-конторе синода.
МОНАСТЫРЬ (отгреч. monasteriоn - келья отшельника) - община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью. Так же называется и совокупность богослужебных, жилых и хоз. построек, предназначенных для использования монаш. общиной. М. имеются у части христиан (католиков, православных и монофизитов), а также у буддистов. Первые будд. М. были созданы в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии, первые христ. М. - в 3-4 вв. в Египте. Значит, часть христ. М. в Европе образовалась в период феодализма. В начальный период своего существования М. сыграли определенную положит, роль в развитии экономики и культуры, однако это было лишь побочным продуктом их осн. деятельности, направленной на пропаганду религии, укрепление церкви, служение силам политич. реакции. В социалистам, об-ве М. занимаются чисто религ. деятельностью. В нашей стране М. имеются у Рус. правосл. церкви, груз, правосл. церкви, арм.-григорианской церкви и у ламаистов.
МОНАХ (греч. monachos - одинокий) - член особого религ. объединения, принадлежность к к-рому рассматривается церк. традицией как идеальная форма служения богу. Собирающийся стать монахом проходит обряд пострижения, символизирующий полное отречение от „мира греха и абсолютное повиновение церкви. В буддизме М. становятся только мужчины; в христианстве монашество могут принимать и женщины.
МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ - централизованные монаш. объединения в католицизме, деятельность к-рых регламентируется уставами, утверждаемыми папой римск. Первым католич. М. о. был орден бенедиктинцев, возникший в 6 в. в Италии, а затем распространившийся в ряде др. стран. До 11 в. М. о. существовали независимо от церк. иерархии. В 11-13 вв. в связи с крестовыми походами возникли рыцарские, военно-мо-наш. ордены (госпитальеры, тамплиеры, тевтонский), к-рые начали использоваться папством для пропаганды среди зап.-европ. рыцарства идеи „борьбы с неверными за освобождение гроба господня . В 12-13 вв. во Франции были созданы М. о. цистерцианцев, картезианцев, премонстрантов. В этот же период возникают и первые т. н. нищенств. М. о.: францисканцы, доминиканцы, а позднее - кармелиты, тринитарии, августинцы и др. Церковь использовала эти ордены для борьбы с еретич. движениями (катарами, вальденсами и т. п.). Мн. М. о. обладали не только огромными богатствами, но и большим влиянием, контролируя образование, науку, культуру. В 15-16 вв. горожане, нарождавшаяся буржуазия требовали ликвидации М. о. Однако католич. церковь не только не ликвидировала существовавшие М. о., но и создала для борьбы с протестантизмом ряд новых, в части., орден иезуитов (1540), возглавивший Контрреформацию и ставший одним из глашатаев абсолютист.-феод. реакции, что привело в период бурж. революций к его роспуску (1773). Однако в 1814 он был восстановлен и до настоящ. времени остается самым влиятельным и многочисл. в католич. церкви М. о. В 19 в. был создан ряд новых М. о. с менее строгим уставом для миссионер., просветительской и благотворит, деятельности. В наст. вр. в католич. церкви насчитывается ок. 140 М. о., 150 тыс. монахов и 1 млн. монахинь, однако общее число членов М. о. неуклонно снижается.
МОНАШЕСТВО - первонач. уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и т. п. М. зародилось как форма пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни в рабовлад. и феод, об-вах, как жест отчаяния и выражение неверия в возможность изменить эти условия. Впоследствии преобразовалось в религ.-церк. институт, объединяющий лиц, к-рые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения богу, ведут обособленный образ жизни, регламентированный церк. предписаниями и ориентированный на культивирование фанатизма религ. и абсолютное послушание церк. властям. В М. много нарочитого, показного, рассчитанного на чисто внешний эффект и предназначенного для возбуждения у верующих религ. экзальтации; для него характерен повсеместный разрыв между строгими обетами и довольно привольной реальной жизнью монашествующих, что давно уже сделало М. синонимом ханжества и лицемерия. Осн. часть монашествующих сосредоточена в монастырях, но многие из них несут послушание за пределами монаш. обителей. В рамках церкви монашествующие составляют привилег. группу, из к-рой рекрутируются руководящие церк. кадры. В буддизме М. зародилось в 6-5 вв. до н. э. и сохраняет свое значение до наст, вр. В христианстве первые монаш. общины образовались в 3 в. На Западе в начале крестовых походов М. соединялось с рыцарством - возникли военно-монаш. ордены; появились нищенств. монаш. ордены. На Руси М. появилось в 11 в.: в 1051 был основан Киево-Печерский монастырь, а затем и множество других. В наст, вр. М. повсеместно переживает и духовный и организац. кризис, чем свидетельствуют и сокращения числа желающих принять монаш. обеты, и все учащающиеся случаи ухода из монастырей.
МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный) - мировоззренч. принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало (субстанцию). Материалистич. М. таким началом считает материю, идеалистич. М. — дух, идею и пр. Науч., последовательный, материалистич. М. присущ марксистско-ленинской философии, согласно к-рой все существующее - это различные формы движущейся материи, ее виды и свойства. М. противоположен дуализму и плюрализму.
МОНОТЕИЗМ (от греч. monos - единственный, единый; theos -бог) - религ. представление и учение о едином боге, единобожие, в противоположность политеизму - многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип М. последовательно не проводится ни в одной из религий. Раскрывая соц. основу возникновения М., Ф. Энгельс писал: „...единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, ...единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота... (Соч., т. 27, с. 56).
МОНОФЕЛИТСТВО (от греч. monos - один и thelema - воля) - христ. богосл.-догматич. учение, возникшее в нач. 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности - божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выработать компромисс между монофизитством, гос. правосл. церковью и визант. пр-вом. М. было осуждено на VI вселен, соборе (680), провозгласившем, что богочеловек имеет 2 воли, причем его человеч. воля подчинена божественной. После этого собора влияние М. пошло на убыль. Из М. выделилась секта маронитов (нач. 8 в.), к-рая в 16 в. присоединилась к католицизму.
МОНОФИЗИТСТВО (от греч. monos - один и physis - природа) - богосл.-догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архимандрита Евтихия, к-рый учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. церк. ортодоксии. На Халкидонском соборе (451) М. было осуждено как ересь, а его сторонники стали преследоваться как еретики. За догматич. спорами о природе Христа скрывалось сложное переплетение экономич., политич. и соц. противоречий между Византией и населением ряда сепаратистски настроенных провинций (Сирии, Палестины, Египта), вызвавших ряд восстаний христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим - 458, Антиохия - 468), длительную вооруженную борьбу и, наконец, окончат, отделение от офиц. визант. церкви т. н. нехалкидонских церквей.
Читайте: |
---|