Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



МИД - МОН

Понятия и определения - Атеистический словарь

МИДРАШ (др.-евр. „драш - исследование, истолкование) — особый вид иуд.-богосл. лит-ры 4-12 вв., содержащий аллегори­чески-поучительные комментарии к книгам Ветхого завета, а также сборники подобных сочинений, проповеди „законоучителей . В 13 в. М. были собраны и распо­ложены в таком порядке, что ста­ло возможным стих за стихом комментировать весь Ветхий завет. М. рекомендуется верующим как „назидательное чтение.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (1475-1564) - итал. скульптор, живописец, архитектор, поэт. Твор­чество М. - вершина реализма Возрождения. В его искусстве на­шли художеств, воплощение идеи гуманизма. М. воспевал героич. начало в человеке, его способ­ность к безграничному нравств. и духовному развитию. Произве­дения, созданные в период кризи­са идеалов Возрождения, полны ощущения трагич. разлада между верой в победу человека и реаль­ной невозможностью осуществле­ния гуманистич. идеалов в тогдаш­них условиях. Фрески „Страшного суда , вызвавшие негодование клерик. кругов, обличают соц. по­роки и являют образы трагич. отчаяния. В поздних скульптурах („Моисей , „Рабы , „Брут ) гл. тема - напряженная борьба чело­века за свободу, воля к действию.

МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ по свидетельству Евсевия эдикт, издан­ный в 313 в Медиолане (совр. Милан) римск. императорами-соправителями Лицинием и Константином, к-рые в борьбе за власть друг с другом и др. пре­тендентами на римск. престол стремились привлечь на свою сто­рону христиан. Согласно М. э., христианство признавалось равно­правным со всеми др. религиями; христиане получили право свобод­но отправлять культ, владеть иму­ществом, в т. ч. недвижимым. Конфискованное во время преж­них гонений имущество возвраща­лось или возмещалась его стои­мость. С этого времени христиан­ство начинает превращаться в гос­подствующую религию. В наст. вр. нек-рые ученые подвергают сомне­нию сообщение Евсевия, посколь­ку известно, что уже в 311 при императоре  Галерии христианам было предоставлено право свобод­ного отправления культа.

„МИЛИНДАПАНЬХА см. Ме­нандр.

МИЛЛЕНАРИИ, хилиасты (лат. mille, греч. chilioi - тысяча) - сторонники религ.-утопич. учения о втором пришествии Христа и его тысячелетнем царстве, предсказанных в Откровении Иоанна (20 :4). М. верили в то, что это царство наступит на земле, а не в потустороннем мире. В учении М. — хилиазме - фантастически выражена мечта угнетенных об освобождении от гнета и страда­ний, о будущем справедливом и счастливом об-ве. Возникнув еще в раннем христианстве, хи­лиазм был осужден церковью в 3 в., но неоднократно возрож­дался в ср.-вск. крестьянско-плебейских ересях (иоахимиты, гуси­ты, амальрикане), в демократия. крыле Реформации (Мюнцер, ана­баптисты) и позднее.

МИЛОСЕРДИЕ - деятельное со­страдание и конкретно выражен-гая доброта по отношению к нуж­дающимся, обездоленным и стра­дающим. Выводится религией из велений бога и рассматривается (в част., буддизмом, иудаизмом, христианством, исламом и др.) как одна из дарованных свыше добродетелей, способствующих преодолению греховности: „Мило­сердием и правдою очищается грех (Притч. 16:6). Практически проповедь М. сводилась и сводит­ся к требованию от неимущих терпеливого ожидания подачек (милостыни) от имущих и доволь­ства этими подачками, а также к пожеланию имущим не скупить­ся на милостыню, чтобы ею удер­жать неимущих от радикальных действий. С помощью подобных призывов церковь внушала верую­щим, что богатые созданы богом, чтобы проявлять М. к бедным, а бедные - чтобы быть объектом такого М. Тем самым религиозно оправдывалось соц. неравенство.

МИМАНСА (санскр., букв. - ис­следование) - одна из 6 осн. систем индийской философии, опи­рающихся на авторитет вед. Назы­вается также карма-миманса (ми­манса действия) и пурва-миманса (первая миманса), в отличие от уттарамимансы, или веданты. Последователи М., возникшей в 3 в., считали, что веды не явля­ются откровением в полном смыс­ле слова и что содержащиеся в них религ. и филос. положения нужда­ются в логич. обосновании. В ос­нове учения М. лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния -мокша - не может быть рациональ­но объяснено и достижимо с по­мощью знания и к.-л. сознат. уси­лий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснит. соблю­дение обществ, и религ. долга -дхармы. С т. зр. М., следование дхарме само по себе может при­вести к конечному освобождению. М. признавала и материальное на­чало во Вселенной. Поздние ком­ментаторы усилили теологич. сто­рону М. В то же время предельная реалистичность и рационалистич­ность методологии М. дают осно­вание для сближения ее с др.-инд. материализмом.

МИМБАР - см. Мечеть.

МИН - в др.-егип. религии бог плодородия, часто отождествляв­шийся с Амоном. М. считался владыкой торгового пути, идуще­го от Коптоса (совр. Куфт) к Красному морю. В др.-греч. мифологии М. соответствовал Пан.

МИНАРЕТ (от араб, „манара - светиться) - башня при мечети, с к-рой муэдзин призывает верую­щих к намазу (возглашает азан). В наст. вр. во мн. странах М. сохраняют характер архитектурной де­корации, азан же провозглашается с небольшого возвышения во дво­ре мечети.

МИНЕИ ЧЕТЬИ, четьи минеи (греч. menaia - месячные) — церк. сборники, содержащие жизнеопи­сание святых в порядке праздно­вания их памяти, богослужебные песни, поучения, каноны, молитвы на каждый день месяца и на весь год на церк.-славян. языке, по­явившиеся в 12 в. Наиболее по­пулярными стали М. ч., составлен­ные Дмитрием Ростовским (ок. 1700), и свод житий - Великие М. ч., составленные митрополи­том Макарием (1482-1563).

МИНЕРВА - др.-римск. богиня мудрости, считалась покровитель­ницей науки, ремесла, искусства и врачевания. С кон. 3 в. до н. э. М. отождествлялась с др.-греч. боги­ней Афиной Палладой и почита­лась также как богиня войны, во­енного дела, охранительница го­родов.

МИНОРИТЫ   (от  лат.  minor меньший), меньшие братья - чле­ны одного из подразделений католич. монаш. ордена францискан­цев.

МИРАДЖ (араб. - вознесение, ле­стница), или раджаб-байрам - праздник у мусульман, установ­ленный в честь фантастич. путе­шествий Мухаммеда на белом сказочном животном Бураке из Мек­ки в Иерусалим, а оттуда по свето­вой лестнице на небо для беседы с Аллахом, совершенного, как утверждают богословы, в одно мгновение. М. отмечался в меся­це раджаб (седьмом месяце мусульм. лунного календаря). В наши дни мн. мусульм. календа­ри, отражающие ислам, праздники, о М. не упоминают. Не упомина­ется М. и в календаре, издаваемом Духовным управлением мусуль­ман Ср. Азии и Казахстана.

МИРО (греч. mýron — благовонное масло) — состав, употребляемый при совершении таинства миропо­мазания. М. первоначально пред­ставляло собой обычное растит, масло. С 6 в. к нему стали добав­лять бальзам и ароматич. вещест­ва. В правосл. церквах М. изготав­ливается из оливк. масла, белого виноградного вина и ароматич. ве­ществ.

МИРОВАЯ ВОЛЯ - термин, к-рым философы-идеалисты обозначают якобы существующую объективно (независимо от человека и чело­вечества) и составляющую сущ­ность действительности волю. У Беме, к-рого иногда называ­ют основателем „метафизич. во­люнтаризма , созерцающий себя и творящий мир бог отождествля­ется с „безосновной единой во­лей. Подробно учение о М. в. раз­работано Шопенгауэром. Для него воля — вещь в себе, бессознатель­ная „реальность , пребывающая вне пространства и времени. А все многообразие неорганич. и органич. мира не что иное, как ее воплощения. Понятие М. в. встре­чается и у представителей совр. бурж. философии. Напр., в религ. экзистенциализме Бердяева первореальность, проявляющаяся в фор­ме природы и истории, рассматри­вается как творч. воля.

МИРОВАЯ  ГАРМОНИЯ - поня­тие о мире как едином целом, раз­личные части  к-рого  находятся между собой в отношении сораз­мерности и согласованности. Пред­ставления о М. г. играли важную роль в космологии античных фи­лософов. У пифагорейцев, напр., гармония - осн. свойство сфериче­ской Вселенной, причем сущность ее заключается в математич. отно­шениях - пропорции и числе. Со­гласно Гераклиту, основу М. г. со­ставляют не числа, а связь мате­риальных вещей и их качеств, воз­никающих из единой субстанции (огня) и взятых в борьбе, взаимо­переходе     противоположностей. По   мнению  Платона,  близкого к пифагорейцам, мир. душа, оду­шевляя  мир,  сама подчиняется числовым отношениям, гармонич. порядку. Аристотель же, хотя и склонялся к телеологии, развивал, следуя     Гераклиту,    реалистич. взгляд на рождающуюся из хаоса М. г., полагая ее источник не в ду­ше, а в самой природе вещей. Средневек.   мысль,   пронизанная дуализмом земного и небесного, считала М. г. отражением совер­шенства бога. Не исчезает идея М. г. и в Новое время (И. Кеплер, А.   Шефстбери и др.).  Лейбниц развил концепцию „предустанов­ленной гармонии, по к-рой дея­тельность автон. духовных монад, образующих мир, гармонизирует­ся, согласуется между собой с по­мощью бога, божественного пре-дустановления. Рациональные мысли о М. г. высказывались представителями нем. классич. философии. Диалектико-материалистич. воззрение отвергает религ.-идеалистич. истолкование М. г. Оно видит в гармоничности мира свойстве объективного бытия, вы­текающее из связи его законов, из таких его характеристик, как противоречие, симметрия, ритм, целостность, система и структура.

МИРОВАЯ ДУША - термин идеалистич. философии и теологии, к-рым обозначается некое единое и активное начало или существо, якобы оживляющее и одушевляю­щее Вселенную и обладающее спо­собностью чувствовать и позна­вать. Платон, напр., усматривал в созданной демиургом М. д. связующее звено между миром чистых идей и чувств, предметами. Жизнь ее, по Платону, подчиняется математич. отношениям и гармо­нии, к-рые свойственны также космич. явлениям и душе челове­ка. В той или иной форме идея М. д. присуща мн. учениям. В стои­цизме М. д. (божеств, огненная пневма) отождествляется с приро­дой, в системе веданта душа мира (брахман) является божеств, реальностью. Иногда она сводится к одной из ипостасей бога (напр. у Оригена - к Христу-логосу). Для Бруно М. д. — свойственное всему материальному формообра­зующее и одушевляющее начало, „внутр. художник материи . Шел­линг видит в М. д. орудие бога, к-рым он „действует на природу и мир духов , „художеств, муд­рость , присущую мировому цело­му. Понятие М. д. играет важную роль в софиологии (Соловьев, Булгаков и др.). Следует выделить 2 тенденции в учении о М. д. Пред­ставители одной (напр., Бруно) стремятся с помощью М. д. объяс­нить факт сознания и движения материи (отсюда их пантеизм и ги­лозоизм) . Сторонники другой, до­минирующей, тенденции, вводя М. д. как посредника между бо­гом и миром, пытаются избежать пантеизма и тем самым снять с бо­га ответственность за зло, царящее в мире. Это - одна из форм аполо­гии религ. миросозерцания.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокуп­ность взглядов и представлений, определяющих отношение челове­ка к различным явлениям дейст­вительности, его жизнен, позицию и ценностную ориентацию. М. фор­мируется на основе науч. знаний конкр. историч. эпохи, филос, по-литич., экономич., этич., эстетич., религ. воззрений и в принципе оп­ределяется соц. условиями жизни людей, характером клас. отноше­ний. В широком смысле слова раз­личаются 2 осн. типа М. - науч., диалектико-материалистическое и ненауч., религ.-идеалистическое. Основой этого разграничения яв­ляется решение осн. вопроса фи­лософии. „Вопрос об отношении мышления к бытию, - писал Ф. Эн­гельс, - о том, что является пер­вичным: дух или природа, - этот вопрос... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века? (т. 21, с. 283). Науч. М. служит прочным фундаментом творческой активности, высокой ответственности, верности об­ществ, долгу, позволяет человеку ориентироваться в решении корен­ных проблем бытия: в определе­нии цели и смысла жизни, в фор­мировании представлений о пер­спективах обществ. развития. Религ. М. смещает ориентацию че­ловека из сферы общественно необходимых жизнен, задач в сфе­ру индивид, интересов, где ре­шающее значение приобретает лич­ное спасение, непосредственно свя­занное с учением о бессмертии ду­ши и загробном воздаянии, с эсха-тологич. (см. Эсхатология) и хилиастич. (см. Хилиазм) пред­ставлениями. Тем самым оно обус­ловливает иллюзорно-фантастич. восприятие действительности, убеждение в существовании осо­бых связей между человеком и сверхъестеств. силами. Во всех антагонистич. обществ.-экономич. формациях господствующим яв­лялось религ.-идеалистич. М., отве­чающее интересам реакц. классов.

Только в социалистич. об-ве гос­подствующим становится диалек-тико-материалистич. М., что, разу­меется, не исключает наличия ре­лиг. взглядов и представлений у части людей. Несмотря на то, что науч. и религ. М. несовмести­мы, эта несовместимость не явля­ется препятствием на пути сотруд­ничества верующих и неверующих в борьбе за мир, демократию, социализм. Диалектико-материа-листич. М. позволяет сформировать идейную убежденность, уверен­ность в неодолимости передового и прогрессивного в борьбе с от­жившим и реакционным, четкие методологич. позиции, активность в борьбе с различными формами проявления религиозности в раз­витом социалистич. об-ве.

МИРОВОЙ ДУХ - термин идеалистич. философии и теологии, употребляемый для обозначения якобы существующего объектив­но духа, к-рый не только состав­ляет сущность материального ми­ра, но и творит его. Нередко поня­тия „М. д. („абсолютная идея ) и ,,мировой разум употребляют­ся в качестве идентичных, что в из­вестных пределах оправдано. Од­нако, если в характеристике миро­вого разума идеализм мистифици­рует рациональные аспекты созна­ния и деятельности человека, v.to в понятие „М. д. он включает еще и эмоционально-волевые аспекты. Поэтому М. д. для него - это, как правило, единство познаватель­ных, волевых и эмоциональных сил. Напр., согласно Гегелю, М. д. диалектически реализует себя в сфере чистой мысли (логика), в природе (инобытие М. д., идеи), в человеческом духе (история, со­циальные институты, индивидуаль­ное и общественное сознание). В религии, искусстве и философии М. д. завершает круг своего дви­жения. Хотя для Гегеля М. д. является богом, он остается на поч­ве рационализма. В персонализме (Лосский и др.) М. д. - совершен­ная личность, некий мистич. дея­тель, выступающий посредником между сотворившим его богом и миром. Большинство религ. фило­софов называют такого рода посредника мировой душой. В рели­гии М. д. отождествляется с богом (евангельское „бог есть дух ). К. Маркс назвал понятие „М. д. „метафизическим призраком (т. 3, с. 45).

МИРОВОЙ РАЗУМ термин идеалистич. философии и теологии, означающий не зависящее от при­роды и человека начало, к-рое со­ставляет сущность мира, всей дей­ствительности. Это понятие неод­нозначно толкуется философами и теологами. Гераклит и Анаксагор понимали М. р. (“логос , “нус ) одновременно как материальную и идеальную упорядочивающую, законополагающую силу мира. Позднее М. р. рассматривается как чисто идеальное начало: совокуп­ность умопостигаемых, запредель­ных идей, высшая из к-рых идея блага (у Платона), мыслящий, созерцающий сам себя ум (нус), перводвигатель (у Аристотеля). И благо и ум оказываются у них богом, конечной целью всех ве­щей. В стоицизме божеств. М. р. (огненный логос, целесообраз­ность, закон, рок) отождествляет­ся с природой (см. Пантеизм). У Филона Александрийского и Плотина М. р. интерпретируется преимущественно в религ. смысле. Для Филона, чьи идеи оказали зна­чительное влияние на формирова­ние христианства, М. р. — это и логос антич. философии, и библ. слово божье, творческая, божеств, сила. В ср. века М. р. трактуется в духе аристотелизма и неоплато­низма, его считают посредником между богом и миром. Гегель видел в М. р. „субстанциальную основу и содержание всего дейст­вительного. В совр. бурж. филосо­фии идея М. р. в той или иной мо­дификации обычно становится средством обоснования фидеизма. В марксистск. философии термин „М. р. является объектом критич. анализа.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - термин, к-рый применяется по отношению к буддизму, христианству, исламу. М. р. появились в эпохи великих историч. поворотов, перехода от одной обществ.-экономич. формации к другой. М. р. формирова­лись в условиях складывания „мир. империй , когда обнаружи­валась „потребность дополнить мировую империю мировой рели­гией (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 313). М. р. свойственны прозелитизм, пропагандист, актив­ность, их проповедь носит межэт-нич. и космополитич. характер. В них нашла иллюзорное выраже­ние идея равенства всех людей, что и обусловило их широкое распространение. В конкр. историч. условиях различные направления М. р. со временем приобрели этнич. окраску.

МИРОЗДАНИЕ  мира. см.   Картина

МИРОКУ - см. Майтрея.

МИРОНОСИЦЫ, жены-мироноси­цы - согласно Евангелию от Мар­ка, три женщины: Мария Магдали­на, Мария Иаковлева и Саломия — принесли к гробу Иисуса на тре­тий день после его распятия благо­вония (миро), чтобы помазать его тело, но нашли его гроб пус­тым, а внутри гробницы сидел прекрасный юноша в белом одея­нии, к-рый сказал им: „Иисуса ищете Назарянина, распятого; он воскрес, его нет здесь (16 : 2-8). Т. о., М. были первыми, кто узнал о воскресении Христа. Несмотря на то, что др. евангелия сообщают противоречивые сведения о М. (Матфей называет лишь двух М. - Марию Магдалину и „другую Ма­рию . Лука - Марию Магдалину, Иоанну и Марию - мать Иакова, а Иоанн - только одну Марию Магдалину), церк. традиция при­нимает во внимание версию Еван­гелия от Марка. Правосл. церковь отвела целую неделю (третью не­делю после пасхи) для чествова­ния этих мифич. еванг. персона­жей.

МИРОПОМАЗАНИЕ - одно из 7 христ. таинств, признаваемых католицизмом и православием. Посредством него человек якобы наделяется божеств, благодатью. Ритуал М. состоит в смазывании лба, глаз, ушей и др. частей лица и тела верующего ароматич. мас­лом - миром. Обряд М. в право­славии и у старообрядцев-попов-цев связан с крещением. М. явля­ется пережитком др. представле­ний, колдовских обрядов, осно­ванных на поверье, будто смазы­вание тела человека маслом отпугивает злых духов. Отсюда ритуал помазания при возведении в духовный сан или на царский престол в древнем мире. Христи­анство заимствовало его, придав ему новый смысл, связав с прин­ципами своей веры, наделив свой­ствами таинства. М. является од­ним из элементов христ. культа, способствующим укреплению церк. влияния на верующих.

МИРОПОНИМАНИЕ - система идей о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причи­нах и характере мир. изменений и месте человека в мире. Содер­жание М. существенно зависит от уровня развития науки и об­ществ, практики. Будучи частью мировоззрения, М. является мате­риалистическим или идеалистиче­ским. Древнейшая форма идеа-листич. М. - религиозная; для нее характерно признание бога или мн. богов создателями и управителями мира, определяю­щими его судьбы, роль человека в нем. С наибольшей полнотой особенности этой формы М. на­шли выражение в мир. религиях, особенно в христианстве и исламе. Возникшие позднее филос. идеа-листич. системы М. (Платона, Лейбница, Гегеля) проводили ряд общих с религией идей, хотя в иной, более абстрактной форме. В глубокой древности зароди­лось и материалистич., атеистич. М. (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ван Чун). Атеистическим, хотя порой и непоследовательным, бы­ло М. мыслителей-материалистов Нового времени — Декарта, Спи­нозы, Дидро, Гольбаха и др., - опиравшееся на использование механики в качестве универс. фак­тора для объяснения явлений раз­личных областей действительности. Последовательно    атеистическим является М. диалектич. и историч. материализма, обобщающее все достижения совр. естествознания и обществ, практики. Рассматривая мир как структурно неисчерпае­мую, многообразную движущую­ся материю, вечную и бесконеч­ную, это М. закрывает всякие лазейки для протаскивания идеи бога.

МИРЯН АПОСТОЛАТ см. Миряне.

МИРЯНЕ - рядовые верующие (в отличие от клира) в христиан­стве. Все совр. христ. церкви считают необходимым повышать активность М. в упрочении религ. влияния на различные сферы об­ществ, жизни. II Ватикан, собор, напр., спец. декретом провозгла­сил всемерное повышение роли М. как опоры церкви. Католич. цер­ковь создает такие орг-ции М., как различные союзы, действующие в рабочей среде, христ.-демократич. партии, культурно-просветит. религ. об-ва и т. п. Все это полу­чило название апостолата М.

МИСНАГЕД (др.-евр. - против­ник) - так в хасидизме называют сторонников ортодокс, иудаизма.

МИССИОНЕРСКИЕ ОБЩЕСТВА - орг-ции протест, церквей по рас­пространению христ. идей среди населения, придерживающегося иного вероисповедания. Одним из первых (1795) было создано Лондонское миссионер, об-во. В 1797 возникло Англикан. церк. миссионер, об-во, в 1792 - Нидер­ландское. Небольшие М. о., со­зданные в Сев. Америке, занима­лись евангелизацией индейцев. В 1910 в Эдинбурге (Шотландия) состоялся международ, конгресс протест. миссионеров, рассмот­ревший вопрос о координации действий между М. о. Великобри­тании, Америки, Европы. Конгресс учредил международ, миссионер, совет. М. о. были созданы во мн. странах Зап. Европы. В 1823 в Париже было организовано об-во евангелич. миссий. Базельское об-во евангелич. миссий, основан­ное в 1815, действовало в Индии, Китае, Иране. В 1824 было орга­низовано Берлинское миссионер, об-во.

МИССИОНЕРСТВО  (от лат. missio     посылка, поручение) - дея­тельность церк. орг-ций по распро­странению религии среди иновер­цев в своей стране и за ее предела­ми. М. - одна из форм идеологич. экспансии, получившая особое рас­пространение в период колониаль­ных захватов, способствовавшая созданию   и   укреплению   коло­ниальных   империй.   Миссионеры принимали открытое или замаски­рованное участие в порабощении и ограблении народов Америки, Азии, Африки. М. занимались ка-толич. ордены иезуитов, францис­канцев,  бенедиктинцев, домини­канцев и др. Католич. миссионера­ми руководила основанная в 1622 Конгрегация   пропаганды   веры, переименованная в 1968 в Конгре­гацию    евангелизации    народов. Миссионеры фактически монопо­лизировали   дело   просвещения, мед. помощи. После второй мир. войны М. стало проводником нео­колониализма. М. были посвяще­ны  энциклики   „Фидеи  Донум Пия XII (1957), „Принцепс пасторум Иоанна XXIII (1959), „Популорум    прогрессио    Павла   VI (1967). Вопрос о М. обсуждался на   II  Ватикан,  соборе   (1962-1965), утвердившем декрет о мис­сионер,   деятельности.   Стремясь укрепить позиции католич. церкви в странах Азии, Африки, миссио­неры  начали   готовить местные кадры духовенства. В конклавах 1978 участвовали 12 кардиналов из Африки и 9 - из Азии. М. актив­но занимаются протест, церкви, располагающие рядом миссионер, об-в. Принцип всеобщ, священства в протест, объединениях (баптизм, адвентизм и др.) требует от каж­дого верующего участия в М.

МИССИЯ (лат. missio - посылка, поручение) - 1) в церк. слово­употреблении - посланничество, выполнение поручений, распро­странение данной религии среди людей, придерживающихся иного вероисповедания; 2) резиденция миссионеров, на территории к-рой обычно располагаются церковь, часовня или мечеть, общежитие для монахов-миссионеров, школа-интернат. Многочисл. миссии, дей­ствующие в Азии, Африке и стра­нах Лат. Америки, имеют католич. и др. христ. церкви. Религ. М. содержит также мусульманские орг-ции.

МИСТАГОГ - др.-греч. жрец, по­свящавший в мисты (звание, да­вавшее право участвовать в мис­териях) .

МИСТЕРИИ (от греч. mysterion - таинство, тайна) - тайные культы др. религий, в к-рых участвовали только посвященные. Первые М. связаны с культами др.-вост. божеств - Осириса и Исиды, Таммуза, Аттиса и Кибелы, Митры. В Др. Греции известны элевсинские, ор­фические, самофракийские М. Мн. элементы М. были заимствованы христианством.

МИСТИКА, МИСТИЦИЗМ (от греч. mystikos - таинственный) - в широком смысле: 1) признание сверхъестеств. сущности явлений природы и об-ва, напр, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы; 2) истолкование различных открытий естествознания как доказательст­ва существования таинств, сил (напр., „наукология , спекулирую­щая на мистич. интерпретации „бессознательного у человека); 3) религ.-филос. идеалистич. уче­ния - теософия („богопознание ), антропософия („человекопознание ) и т. п.; 4) вост. верования и культы Индии (буддизм, брахма­низм, йога), Китая (даосизм), Японии (дзэн), Ирана (суфизм), иудаизма (каббала и хасидизм); 5)                                                      пережитки первобытн. веры в духов в виде спиритизма, в вол­шебные безличные силы в виде оккультизма, в колдовское „лече­ние   („парамедицина )  и т. д.; 6)                       различные формы магии в быту (гадания, суеверные приметы и т. п.); 7) попытки мистифициро­вать все формы проявления жизни и   деятельности  людей  от   „М. секса ,  „М. спорта    („пневрит-мия ) до „М. пищи . М. в узком смысле - вера в непосредств. сверхчувств. общение людей со сверхъестественным. Всякая М. религиозна, всякая религия мис­тична. Отношение совр. христ. духовенства к вневероисповедной М. противоречиво: распростране­ние ее выгодно церкви, потому что способствует укреплению ре­лигии, но вызывает опасение, что М., призывая людей самих искать слияния с богом, тем самым устраняет посредничество церкви как „мистич. тела Христа и ее служителей. М. восходит к перво­бытн. магии, астрологии и мантике древнего мира, к его мистери­ям. В разных странах были тайные орг-ции, в к-рые посвящали из­бранных в целях мистич. единения с духами и богами: в Др. Греции, напр., мистич. культы орфиков, элевсинские мистерии и пр. М. особенно распространилась в сред­ние века. В прошлом иногда под мистич. оболочкой скрыва­лись прогрес. взгляды и элемен­ты науч. знаний, но в наст. вр. М. - это смесь бессознательного обмана с сознательным шарла­танством. Всякая М. антинаучна. В условиях духовного кризиса капитализма М. широко насажда­ется в бурж. странах. Одна из осо­бенностей совр. М. - стремление придать себе наукообразный вид, внушить, что ее вымыслы под­тверждаются наукой. В США су­ществует комитет ученых, ставя­щих целью разоблачение мистич. шарлатанства: астрологии, телепа­тии, психокинеза и т. д. Во Фран­ции борьбу с М. ведет „Союз друзей разума . Рационализм не способен преодолеть М. „Все формы и продукты сознания мо­гут быть уничтожены не духовной критикой, ...а лишь практическим ниспровержением реальных обще­ственных отношений, из которых произошел весь этот идеалистиче­ский вздор (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 37).

МИТРА (греч. - головная повяз­ка) - в правосл. и католич. церк­вах - позолоченный головной убор, надеваемый высш. духо­венством во время богослуже­ния.

МИТРА - см. Митраизм.

МИТРАИЗМ — религия, связан­ная с поклонением богу Митре. Возникла в последние века до н. э. в Иране и распространилась на тер­ритории Римск. империи и в Пе­редней Азии. М. порожден кризи­сом рабовлад. об-ва и его идеоло­гии. Культ Митры существовал в Др. Индии и в Др. Иране еще за­долго до возникновения М., но иг­рал там второстепенную роль. Митра считался посредником меж­ду людьми и богами. Незадолго до н. э. М. приобрел в Иране са­мостоят, значение. Митра высту­пал теперь как верховный добрый бог, противостоящий злому Анхра-Майнью и в этом качестве заме­нивший Ахурамазду, как бог-сол­нце, спаситель, к-рый в свое время вступит в решительный бой с Анх-ра-Майнью и уничтожит его. Мифы, лежащие в основе М., как и культ его, во многом совпадают с мифо­логией и культом христианства, сходны также и формы организа­ции их общин. Это можно объяс­нить, с одной стороны, заимство­ванием христианством у М. отд. черт, а с другой - одинаковыми соц.-историч. условиями возник­новения и распространения обеих религий. В первые столетия суще­ствования христианства М. был его серьезным конкурентом, с к-рым ему пришлось выдержать тяжелую борьбу.

МИТРОПОЛИТ (от греч. metropolites - человек из гл. города, метрополии) - высш. духовный сан в правосл. и нек-рых др. церк­вах. В церквах, где установлено патриаршество, - второй после патриарха сан в церковной иерар­хии.

МИФ (греч. mythos - рассказ, предание) - вымышл. рассказ, плод народной фантазии, в к-ром явления природы или культуры представляются в наивноолице-твор. форме. М. отличается от сказ­ки тем, что всегда содержит в себе попытку объяснения явления (этиологич. функция мифологий). От легенды М. отличается тем, что в основе его не лежит никакое историч. событие. Сложен вопрос об отношении М. к религии. Одни ученые отождествляли М. с рели­гией (мифологич. школа), другие противопоставляли М. религии: напр., по мнению Э. Лэнга и В. Шмидта, примесь М. лишь за­грязняет религию. Нек-рые утвер­ждают, что примесь религии, на­против, портит М., к-рый перво­начально выражал творч. фантазию человека, основанную на его тру­довом опыте (см. Мифология).

МИФОГРАФЫ - авторы, ставя­щие своей цепью коллекциониро­вание и изложение др. мифов без всяких комментариев. Появились уже в 4 в. до н. э. К ним относят­ся: Аполлодор, Палефат, Парфе-ний Никейский, Эратосфен, Анто­ний Либерал, Гигин Астроном, Плиний Старший, Авл Лаллий, Вергилий Сервий и т. д. Так, у Аполлодора имеется краткое изложение мифа об Аполлоне. Изложение мифов нашло свое выражение в позднеантичном па­мятнике „Ватиканские мифогра­фы , изданном Боде в 1894 под названием „Латинские писате­ли по мифологии .

МИФОЛОГЕМА - понятие, упот­ребляемое в религиоведении для выражения осн. идеи мифа. Англ. этнограф Д. Фрейзер, напр., от­крыл М. умерщвляемого и заме­няемого царя-колдуна, магически ответственного за урожай и пле­мен, благополучие. В последую­щем эта М., проходящая сквозь др. мифы, трансформировалась в идею воскресающих и умираю­щих богов.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ  ШКОЛА  - направление в бурж. историогра­фии первонач. христианства, ста­вившее перед собой задачу до­казать, что еванг. рассказ об Иису­се Христе является мифом. В ис­тории развития этой школы выделяются 3 периода. 1-й связан с именами франц. ученых Ш. Дюпюи и К. Вольнея, создавших астральную теорию происхожде­ния мифов, согласно к-рой мифы - олицетворения живой и неживой природы, а Христос – аллегория солнца. Ко 2-му периоду относят­ся нем. младогегельянец Б. Бауэр, представители голланд. радикаль­ной школы: А. Гукстра, А. Пир­сон, А. Д. Ломан, Г. Болланд. Вскрывая противоречивость еван­гелий, Б. Бауэр трактует их как фикции, т. е. сознат. вымысел отд. лиц. Он много сделал для выясне­ния идейных предпосылок христи­анства. 3-й период в развитии шко­лы относится к нач. 20 в. и связан с именами Дж. М. Робертсона, Т. Уайттекера, развивших гипо­тезу дохрист. культа Иисуса (Иешуа), А. Немоевского, Э. Мутье-Руссэ, П. Л. Кушу, У. Б. Смита, А. Древса. Последний изучал гнос­тицизм как источник христианст­ва. В исследование происхождения христианства они внесли большой вклад, но, будучи идеалистами, не вскрыли соц.-экономич. причин появления христианства и не смог­ли до конца развенчать миф о Христе.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕ­НИЕ - архаич. стадия идеологии, представляющая собою синкретич. единство примитивных релит, идей, поэтич. творчества, зачаточ­ного эмпирич. познания мира. Для М. м. характерно невыделение че­ловеком себя из окружающей при­роды, приписывание природным объектам человеч. черт и свойств; нерасчлененность в мышлении по­нятий субъекта и объекта, мате­риального и идеального, простран­ственного и временного и т. д.; слабое развитие абстрактных по­нятий и сильное элементарно-чув­ственное восприятие; неразличе­ние природы и культуры, т. е. естеств. природных явлений и ве­щей, созданных руками человека. М. м. сыграло значит, роль в гене­зисе религ. мифологии, филосо­фии, фольклора, повлияло на раз­витие лит-ры. М. м. исторически сосуществовало с науч. мышле­нием как два уровня познания и осмысления мира: в М. м. преоб­ладало эмоционально-интуитив. начало, в науч. мышлении - логи­ческое. М. м. продолжает сущест­вовать и в наше время, притом не только в об-вах с архаич. об­ществ,   структурой   (племена  и народности Австралии и Океании, Юго-Восточной Азии, Африки), но (в пережиточной форме) и в культуре высокоразвитых совр. этносов.

МИФОЛОГИЯ (от грсч. mythos - предание, сказание, рассказ) - 1) совокупность мифов, т. с. соз­данных народной фантазией сказа­ний, в к-рых в олицетворенной на­глядно-образной бессознательно-художеств. форме отражаются яв­ления природы и обществ, жизни. На ранних стадиях человек, исто­рии в М. причудливо соединялись элементы реалистич. знаний о дей­ствительности, художеств, образы, нравств. предписания и нормы, ре­лиг. представления. Наиболее рас­пространенными являлись расска­зы о возникновении и эволюции мира, солнца, луны, звезд и пр., о происхождении животных, по­явлении человека и т. д. В каче­стве обязат. элемента миф сохра­няется в религии. Мир. религии при своем формировании заимст­вовали ряд сюжетов др. мифов, в то же время создав новые. Христианство, напр., использовало др. мифы об умирающем и воскре­сающем боге, искупит, жертве и т. д., разработав одновременно и „оригинальные : о сошествии „св. духа на апостолов и др. С разви­тием человеч. об-ва М. утрачивает значение универс. средства духов­ного освоения действительности. Познание закономерностей объек­тивного мира, рост господства че­ловека над внешними силами под­рывают ту основу, на к-рой вырас­тает М. „Всякая мифология, - писал К, Маркс, - преодолевает, подчиняет и преобразовывает си­лы природы в воображении и при помощи воображения; она исчеза­ет, следовательно, вместе с наступ­лением действительного господст­ва над этими силами природы (т. 46, ч. I, с. 47); 2) наука, рас­крывающая сущность мифа и опи­сывающая многообразие мифич. феноменов.

МИХРАБ - см. Мечеть.

МИЧУРИН Иван Владимирович (1855-1935) - рус, сов. биолог-новатор, селекционер. Базируясь на дарвинизме, провел огромную экспериментальную работу по изу­чению путей управления наследст­венностью растений и ее перест­ройки в интересах человека. Вы­вел более 300 новых сортов плодовоягодных культур. Преобразо­вание М. живой природы противо­речило креационизму и встретило враждебное отношение церковни­ков. Достижения М. получили при­знание и развитие лишь при Сов. власти.

МИШНА - см. Талмуд.

МНОГОБОЖИЕ - см. Политеизм.

МОДЕРНИЗМ      РЕЛИГИОЗНЫЙ (франц. modernе - современ­ный) - один из способов приспо­собления религии и теологии к но­вым обществ .-историч. условиям, к изменившемуся сознанию ве­рующих. В процессе модернизации обновляются различные элементы религ. комплекса, формируются новые понятия, пересматриваются традиц. формы защиты религии, изменяются ее ортодокс, установ­ки. Гл. целью М. р. являются уп­рочение позиций религ. идеологии, преодоление кризиса веры и одно­временно разработка новых форм борьбы с науч.-материалистич. ми­ровоззрением. М. р. не представ­ляет организационно оформленно­го течения. К нему примыкают те группы духовенства, теологов, фи­лософов, верующих, к-рые счита­ют, что их обновленч. позиция луч­ше защищает интересы религии и церкви, нежели позиции традицио­налистов. Если в кон. 19 в. - нач. 20 в. Ватикан самым решитель­ным образом осудил богосл. соч. Л. Дюшена, А. Луази, Э. Леруа, в к-рых предлагалось пересмот­реть ряд устаревших представле­ний, то на II Ватикан, соборе т. зр. модернистов стала преобладаю­щей. Позиция „умеренного обнов­ления сейчас разделяется многи­ми правосл. и протест, церквами, получила распространение в исла­ме, буддизме и др. религиях. Наи­более радикальные модернист, тен­денции в наст. вр. наблюдаются в протест, теологии. Совр. М. р., как и исторический, преследует цель „оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить ре­лигию, привить народу или по-но­вому укрепить в народе рели­гию (Ленин В. И. ПСС, т. 19, с. 90).

МОИСЕЕВ ЗАКОН - см. Пяти­книжие Моисеево.

МОИСЕЙ, Моше мифич. библ. персонаж, к-рому иудаист. и христ. предание отводит роль пророка Яхве и основателя его религии. Согласно библ. сказанию, Яхве помог М. вывести евреев из Егип­та, где они были в рабстве у фа­раона, в Ханаан (см. Исход), и дал М. на горе Синай скрижали с 10 заповедями (см. Заповеди). М. выступает и как законодатель; ему приписывается авторство ,,Пя­тикнижия .

МОЙРЫ (греч. moira - доля, участь) - в др.-греч. мифологии 3 богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис определяет жребий людей, Атропос в назна­ченный срок обрезает нить жизни.

МОКША - см. Сансара.

МОЛЕБЕН - богослужение, но­сящее благодарственный или про­сительный характер. В отличие от молитвы всегда является кол­лективным.

МОЛИТВА - обращение священ­ника либо самого верующего к бо­гу, к сверхъестеств. силам с прось­бой о ниспослании блага и отвра­щении зла. М. - непременная часть религ. культа, обязат. атрибут об­рядов, богослужений или церк. праздников. Ее истоки лежат в глу­бокой древности, в наивной вере наших далеких предков в магич. силу слова, с помощью к-рого можно якобы воздействовать на сверхъестеств. силы. М. есть не что иное, как разновидность колдовства, и восходит к перво-бытн. магич. заклинаниям. М. всегда использовалась церковью как эффективное средство эмоц.-психологич. воздействия на верую­щего.

МОЛИТВЕННАЯ       МЕЛЬНИЦА (монг. „хурдэ ) - в ламаизме - полый цилиндр, в к-рый заклады­ваются молитв, тексты. М. м. бы­вают размером от нескольких сан­тиметров до нескольких метров. Один оборот М. м. равнозначен прочтению всех текстов молитв, в ней заключенных. М. м. часто связывались с „сансарийн хур­дэ - будд, учением о круговоро­те чувственного бытия.

МОЛОКАНЕ - одна из разновид­ностей „духовного христианства (см. Духовные христиане) в Рос­сии. Появились в кон. 60-х гг. 18 в. среди гос. крестьян, мещанских и купеческих кругов. Основатель секты - С. Уклеин, деревенский портной. Свое учение М. называли „чистым молоком духовным . Они отрицали правосл. церк. иерар­хию, монашество, иконы, мощи, святых. Библию рассматривали как единств, источник истины. М. истолковывали ее в „духов­ном , т. е. этическом, смысле, считали ее гл. руководством в пов­седневной обществ, и личной жиз­ни. В представлениях М. (в отли­чие от духоборов) отсутствует пантеистич. мировосприятие. Уче­ние М. - это теизм, освобожден­ный от церк.-канонич. норм. Христ. таинства М. толкуют „духовно . Истинный смысл жизни, спасение и блаженство человека состоит в раскрытии заложенного богом в человека доброго начала, в нравст. совершенствовании людей. Идея „спасения верой и отказ от по­средников между богом и челове­ком сближали их с протестантами, что и предопределило впоследст­вии их поглощение баптистами. Священнослужителей у М. нет, их роль исполняют „старцы (пресви­теры) . Религ. культ сводится к мо­литв, собраниям, проповедям и пению духовных песен. М. были одной из многочисл. (до 1 млн. последователей) сект „духовных христиан в России. Царизм пре­следовал М., причислял их к „вред­нейшим сектам . Спасаясь от при­теснений, часть М. в перв. пол. 19 в. переселилась в Таврич. губ., на Сев. Кавказ, в Сибирь, в Закавказье. Соц. расслоение среди М., связанное с развитием капиталистич. отношений в России, привело к обострению внутр. противоречий в этой секте и к ее кризису. Перед Октябрьской революцией насчиты­валось 200 тыс. М. различных направлений. Социалистич. коллек­тивизация деревни окончательно подорвала соц. корни молоканст­ва. В наст. вр. общины М. действу­ют в Азербайджанской, Грузин­ской, Армянской ССР, а также на Украине, в Молдавии, респуб­ликах Сев. Кавказа, Ставрополь­ском, Краснодарском краях, Рос­товской обл. и др. местах. Подобно духоборам, они в значит, степени превратились  в   этнич.   группы.

„МОЛОТ ВЕДЬМ (лат. „Malleus maleflcarum ) - изданная в кон. 15 в. книга нем. инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Шпренгера, в к-рой с помощью ссылок на „св. писание и труды „отцов церкви обосновывается необходимость расправы над ере­тиками, ведьмами и колдунами. Эта, по словам Горького, „позор­нейшая книга в истории челове­чества выдержала лишь за первые 180 лет со дня ее выхода в свет 29 изданий в разных странах, став своеобразным пособием для инк­визиторов. Она способствовала распространению самых невежест­венных представлений и мракобе­сия, разжиганию религ. фанатизма.

МОЛОХ (греч. Moloch, библ. - Молех, Милком) — в финик, религии бог солнца, покровитель города или племени. Особенно широко культ М. был распространен в Кар­фагене. М. почитался также в Из­раильском и Иудейском царствах вплоть до реформы Иосии, отме­нившего в 622 до н. э. все культы, кроме Яхве.

МОЛЧАЛЬНИКИ - крайне фанатич. течение в истинно-правосл. христианстве. Возникло на терри­тории Тамбовской обл. в сер. 20 в. Основательницами его считаются Л. Кислякова и Н. Вирятинская. Согласно их представлениям, по­лучить спасение можно лишь в том случае, если окончательно порвать с миром, объявить ему бойкот, превратиться в „живой труп . Они призывали объединиться на основе обета молчания, полностью прек­ратить общение с окружающими, в т. ч. и с единоверцами, не желавшими принять обет. М. отказыва­лись работать даже на приусадеб­ных участках, вели полуголодный и крайне замкнутый образ жизни. Стремясь полностью изолировать­ся от „греховного мира , выходи­ли на улицу только по ночам, про­водя время в изнурительных пос­тах и молитвах. Количество М. незначительно. В период наиболь­шей активности их насчитывалось немногим более 100 чел. Начиная с 60-х гг. группы М. стали распа­даться.

МОЛЬТМАН Юрген (р. 1926) - совр. теолог (ФРГ). Наибольшую известность приобрела его книга „Теология надежды (1964), в к-рой он попытался соединить традиц. христ. эсхатологию с мод­ными в 60-е гг. идеями соц. теоло­гии. По мнению М., в центре христ. теологии стоит „проблема будуще­го , значение к-рой определяется верой во второе пришествие Хри­ста. Будущее трактуется М. не только эсхатологически: надежда на божеств, вмешательство дол­жна, по его мнению, сочетаться с преобразованием об-ва и самого человека в духе христ. принципов.

МОНАРХИАНЕ - последователи христ. секты 2-3 вв., выступавшей против вырабатывавшегося в то время догмата о троице, т. к., по их мнению, это представление грози­ло поколебать идею единого гос­подства (греч. monarchia — едино­властие, единодержавие) бога. М. проповедовали, что отец, сын и дух троицы являются только обра­зами проявления единого божест­ва, к-рое в Ветхом завете предста­вало в виде бога-отца, в Новом - бога-сына, а в душах наделенных благодатью верующих — в образе бога-духа. Из этого следовал вы­вод, что в лице Иисуса Христа стра­дал, умер и воскрес бог-отец.

МОНАСТЫРСКИЙ    ПРИКАЗ    - рус. гос. учреждение, созданное в 1649 для разбора судебных дел духовенства, касающихся имуществ. отношений, а с 18 в. - и для управления земельными владения­ми духовенства и монастырей. Под давлением иерархии, верхуш­ки, добивавшейся для церкви экономим, независимости от свет­ской власти, М. п.-был упразднен в 1677. Восстановлен в 1701 с передачей в его ведение дел по управлению монастырями, церк. школами и т. д. В 1720 дела М. п. были переданы камер-колле­гии, а в 1725 - особой камер-конторе синода.

МОНАСТЫРЬ (отгреч. monasteriоn - келья отшельника) - община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписан­ными церковью. Так же называет­ся и совокупность богослужебных, жилых и хоз. построек, предназна­ченных для использования монаш. общиной. М. имеются у части христиан (католиков, православ­ных и монофизитов), а также у буддистов. Первые будд. М. были созданы в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии, первые христ. М. - в 3-4 вв. в Египте. Значит, часть христ. М. в Европе образовалась в период феодализма. В начальный период своего существования М. сыгра­ли определенную положит, роль в развитии экономики и куль­туры, однако это было лишь побочным продуктом их осн. де­ятельности, направленной на про­паганду религии, укрепление церк­ви, служение силам политич. ре­акции. В социалистам, об-ве М. занимаются чисто религ. деятель­ностью. В нашей стране М. име­ются у Рус. правосл. церкви, груз, правосл. церкви, арм.-григо­рианской церкви и у ламаистов.

МОНАХ (греч. monachos - одино­кий) - член особого религ. объе­динения, принадлежность к к-рому рассматривается церк. традицией как идеальная форма служения богу. Собирающийся стать мона­хом проходит обряд пострижения, символизирующий полное отрече­ние от „мира греха и абсолютное повиновение церкви. В буддизме М. становятся только мужчины; в христианстве монашество могут принимать и женщины.

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ - цент­рализованные монаш. объедине­ния в католицизме, деятельность к-рых регламентируется уставами, утверждаемыми папой римск. Пер­вым католич. М. о. был орден бе­недиктинцев, возникший в 6 в. в Италии, а затем распространив­шийся в ряде др. стран. До 11 в. М. о. существовали независимо от церк. иерархии. В 11-13 вв. в связи с крестовыми походами возникли рыцарские, военно-мо-наш. ордены (госпитальеры, там­плиеры, тевтонский), к-рые нача­ли использоваться папством для пропаганды среди зап.-европ. ры­царства идеи „борьбы с неверны­ми за освобождение гроба господ­ня . В 12-13 вв. во Франции были созданы М. о. цистерцианцев, кар­тезианцев, премонстрантов. В этот же период возникают и первые т. н. нищенств. М. о.: францисканцы, доминиканцы, а позднее - карме­литы, тринитарии, августинцы и др. Церковь использовала эти ордены для борьбы с еретич. движениями (катарами, вальденсами и т. п.). Мн. М. о. обладали не только ог­ромными богатствами, но и боль­шим влиянием, контролируя обра­зование, науку, культуру. В 15-16 вв. горожане, нарождавшаяся буржуазия требовали ликвидации М. о. Однако католич. церковь не только не ликвидировала су­ществовавшие М. о., но и создала для борьбы с протестантизмом ряд новых, в части., орден иезуи­тов (1540), возглавивший Контр­реформацию и ставший одним из глашатаев абсолютист.-феод. реакции, что привело в период бурж. революций к его роспуску (1773). Однако в 1814 он был восстановлен и до настоящ. време­ни остается самым влиятельным и многочисл. в католич. церкви М. о. В 19 в. был создан ряд но­вых М. о. с менее строгим уста­вом для миссионер., просвети­тельской и благотворит, деятель­ности. В наст. вр. в католич. церк­ви насчитывается ок. 140 М. о., 150 тыс. монахов и 1 млн. монахинь, однако общее число членов М. о. неуклонно снижается.

МОНАШЕСТВО - первонач. уеди­ненная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжа­ния, аскетизма, безбрачия и т. п. М. зародилось как форма пассив­ного протеста против бесчеловеч­ных условий жизни в рабовлад. и феод, об-вах, как жест отчаяния и выражение неверия в возможность изменить эти условия. Впоследст­вии преобразовалось в религ.-церк. институт, объединяющий лиц, к-рые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения богу, ведут обо­собленный образ жизни, регламен­тированный церк. предписаниями и ориентированный на культиви­рование фанатизма религ. и абсо­лютное послушание церк. властям. В М. много нарочитого, показного, рассчитанного на чисто внешний эффект и предназначенного для возбуждения у верующих религ. экзальтации; для него характерен повсеместный разрыв между стро­гими обетами и довольно приволь­ной реальной жизнью монашест­вующих, что давно уже сделало М. синонимом ханжества и лицеме­рия. Осн. часть монашествующих сосредоточена в монастырях, но многие из них несут послушание за пределами монаш. обителей. В рамках церкви монашествую­щие составляют привилег. группу, из к-рой рекрутируются руково­дящие церк. кадры. В буддизме М. зародилось в 6-5 вв. до н. э. и сохраняет свое значение до наст, вр. В христианстве первые монаш. общины образовались в 3 в. На Западе в начале крестовых по­ходов М. соединялось с рыцарст­вом - возникли военно-монаш. ордены; появились нищенств. монаш. ордены. На Руси М. появи­лось в 11 в.: в 1051 был основан Киево-Печерский монастырь, а за­тем и множество других. В наст, вр. М. повсеместно переживает и духовный и организац. кризис, чем свидетельствуют и сокращения  числа желающих принять монаш. обеты, и все учащающиеся случаи ухода из монастырей.

МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный) - мировоззренч. принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало (субстанцию). Материалистич. М. таким началом считает материю, идеалистич. М. — дух, идею и пр. Науч., последователь­ный, материалистич. М. присущ марксистско-ленинской философии, согласно к-рой все сущест­вующее - это различные формы движущейся материи, ее виды и свойства. М. противоположен дуа­лизму и плюрализму.

МОНОТЕИЗМ (от греч. monos - единственный, единый; theos -бог) - религ. представление и уче­ние о едином боге, единобожие, в противоположность политеиз­му - многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип М. последовательно не проводится ни в одной из религий. Раскры­вая соц. основу возникновения М., Ф. Энгельс писал: „...единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, ...единство бога, контролирующего многочислен­ные явления природы... есть лишь отражение единого восточного дес­пота... (Соч., т. 27, с. 56).

МОНОФЕЛИТСТВО (от греч. mo­nos - один и thelema - воля) - христ. богосл.-догматич. учение, возникшее в нач. 7 в. и утверж­давшее, что Христос имел 2 раз­ные сущности - божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выра­ботать компромисс между монофизитством, гос. правосл. цер­ковью и визант. пр-вом. М. было осуждено на VI вселен, соборе (680), провозгласившем, что бо­гочеловек имеет 2 воли, причем его человеч. воля подчинена боже­ственной. После этого собора влия­ние М. пошло на убыль. Из М. вы­делилась секта маронитов (нач. 8 в.), к-рая в 16 в. присоедини­лась к католицизму.

МОНОФИЗИТСТВО (от греч. mo­nos - один и physis - природа) - богосл.-догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архиманд­рита Евтихия, к-рый учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две божест­венная и человеческая, как утвер­ждали представители офиц. церк. ортодоксии. На Халкидонском со­боре (451) М. было осуждено как ересь, а его сторонники стали пре­следоваться как еретики. За догматич. спорами о природе Христа скрывалось сложное переплетение экономич., политич. и соц. проти­воречий между Византией и насе­лением ряда сепаратистски настро­енных провинций (Сирии, Палес­тины, Египта), вызвавших ряд восстаний христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим - 458, Антиохия - 468), длительную вооруженную борьбу и, наконец, окончат, отделение от офиц. визант. церкви т. н. нехалкидонских церк­вей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Словарь Атеиста:

ЕВА - ЕШИ

ЕВА (др.-евр. Хава - источник жизни) - согласно Библии - пер­вая женщина на земле, жена Ада­ма, праматерь человечества. Оболь­щенная змеем, Е. съела сама и уго­ворила Адама съесть плод с запрет­ного де...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Учредительный съезд Московского движения атеистов

News image

[Несколько фамилий в заметке перевраны. Н.А.] 18 мая в Москве, в Сахаровском центре состоялся учредительный съезд Московского движения ат...