Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




КОН - КЮР

Понятия и определения - Атеистический словарь

КОНТА Василе (1845-1882) - румынск. философ-материалист, атеист. Материалистич. и атеистич. выводы К. делал на основе данных естествознания, в части. - учения Ч. Дарвина. Человеч. познават. способности К. считал неисчерпае­мыми, как неисчерпаема сама действительность. Истинность зна­ния проверяется практикой, пони­маемой К. как лабораторный эксперимент и индивидуальный опыт. В объяснении обществ, явле­ний К. стоял на идеалистич. пози­циях. Причины возникновения ре­лигии он видел в невежестве первобытн. людей и их страхе перед природными стихиями.

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ И ЦЕРКОВЬ. Контрреволюция - это борьба реакц. сил против революции, революц. классов, а также против созданного ими обществ, и гос. строя с целью реставрации старого обществ.-политич. устройства. Истории известны феод. К., боров­шаяся против бурж. революций и утверждения бурж. строя; бурж. и бурж.-помещичья К., яростно выступающие против социалистич. революций,, создаваемого ими со­циалистич. строя. Ц. в прошлом, как правило, выступала на сторо­не К., являясь ее опорой. Верхуш­ка церк. иерархии принадлежала к эксплуатат. классам, да и сама Ц., поддерживаемая феод, или бурж. гос-вом, к-рое пользова­лось ею для духовного порабо­щения масс, являлась крупным собственником и угнетателем на­рода. В борьбе против Великой Октябрьской социалистич. рево­люции Ц выступила как контрреволюц. сила. Поместный собор 193 7-1918 гг. ориентировал Ц. на контрреволюц. деятельность. В годы гражд. войны значит, часть духовенства во главе с патриархом Рус. правосл. церкви участво­вала в контрреволюц. заговорах, находилась в лагере белогвардей­цев, создавая спец. отряды для борьбы против Сов. республики. Позже мн. церковники выступа­ли против коллективизации и ин­дустриализации страны. В совр. эпоху гл. между народ, контрре­волюц. силой выступают амер. империализм и созданные им военно-политич. блоки (НАТО и др.). В своей борьбе против веду­щей революц. силы — мир. систе­мы социализма, международ, ком-мунистич. и рабочего движения, нац.-освободит. движения — он стремится активно использовать религию и Ц.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - феод.-католич. реакция, возглавляемая папством, направленная против Реформации. Гл. орудия К. — инквизиция, монаш. ордены, курия римск. В 1540 было со­здано „Общество Иисуса (орден иезуитов), задачей к-рого стало искоренение свободомыслия. В основу программы К. легли решения Тридентского собора (1545-1563), к-рый утвердил не­пререкаемый авторитет папы римск., введение строжайшей цен­зуры, издание ,,Индекса запре­щенных книг . Всякое отклонение от догматов и канонов, утверж­денных собором, считалось ересью. Практиковалось массовое истреб­ление протестантов (см., напр., Варфоломеевская ночь). Католич. реакция продолжалась св. двух столетий. В результате развязан­ных церковью религ. войн мн. города Германии, Чехии, Дании были превращены в руины.

КОНФЕССИОНАЛИЗМ (лат. сопfessionalis - вероисповедный) - образ мыслей и поступков, соот­ветствующий догматам и требова­ниям определенного вероиспове­дания, в противоположность индифференгизму религ., нигилизму и критицизму.

КОНФЕССИЯ (лат. confessio - признание, исповедание) - то же, что вероисповедание.

КОНФИРМАЦИЯ (от лат. confirmatio - укрепление, упрочение) - 1) в католич. церкви - таинство миропомазания, совершаемое епископом в торжеств, обстановке над детьми 7-12 лет; 2) в протес­тантизме - публичный акт, сим­волизирующий достижение моло­дыми людьми церк. совершенно­летия (14-16 лет) и сознат. выра­жение ими веры в Иисуса Христа, а также включение их в состав религ. об-ва. Как у католиков, так и у протестантов К. преследует цель укрепить религ. веру моло­дежи.

КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. conflictus - столкновение) — стол­кновение религ. индивидов и групп по поводу различных пози­ций в вопросах вероучения, религ. деятельности и правил построения религ. орг-ции. К. р. может выли­ваться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религ. вражды, к-рая связана с фанатизмом религ. и во мн. случаях выливалась в вой­ны религ. К. р. может возникать внутри объединения, конфессии, направления, религии и между раз­личными конфессиями, направле­ниями, религиями. При определен­ных условиях К. р. становился формой выражения клас, сослов­ных, межэтнич. противоречий, противоборства гос-в. Соц.-политич. конфликты, в к-рых важную роль играет религ. фактор, иногда называют социорелигиозными. Многочисл. примеры К. р. и со-циорелигиозных зафиксированы в истории всех религий. Эти конф­ликты выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в ре­лиг. войнах, в религ.-политич. движениях и т. д.

КОНФОРМИЗМ   РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. conformis - подобный, сообразный, согласный) - под­чинение религ. взглядов, ценно­стной ориентации, мнений, пове­дения индивида взглядам, ценно­стным ориентациям, мнениям, ка­нонам, нормам, авторитетам, доминирующим в определенной религ. группе или в об-ве. К. р. достигается под влиянием груп­пового давления. В качестве сти­мулов  К.  р.  выступают религ. послушание, боязнь оказаться в изоляции, стремление избежать внутригруп. конфликта, желание получить более высокий статус в религ. орг-ции и т. д. Степень конформности зависит от типа религиозности, возраста верую­щих, действенности системы ре­лиг. контроля и т. д. В противо­положность К. р. нонконформизм(англ. nonconformist - несоглас­ный) - это неподчинение религ. взглядов, ценностных установок, поведения верующего взглядам, догмам и авторитетам, господст­вующим в данной религ. группе или в об-ве. Нонконформизм нередко выливался в антидогматизм и антиавторитаризм.

КОНФУЦИАНСТВО - филос.-этич. учение мыслителя Др. Китая Кон­фуция (Кун-цзы) и его последо­вателей, превратившееся на рубе­же н. э. в религию. Источник К. -„Лунь-юй („Беседы и сужде­ния ) , написанные последовате­лями Конфуция (6 в. до н. э.). К. отразило взгляды и интересы феод, чиновничества, стремивше­гося предохранить об-во от соц. потрясений. Целью К. являлось воспитание народа в духе уваже­ния существующих порядков. Со­гласно К., в об-ве действует закон „жень , ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать „ли - нормы обществ, поведения, традиц. обря­ды, поступать согласно своему обществ, положению. К. оправды­вало власть „благородных над простым народом. С превращени­ем К. в религию Конфуций был обожествлен. К. отличается от мн. религий отсутствием жречества, мистич. элементов и сводится к строгому выполнению предписан­ных обрядов. Осн. содержание культа К. - сложившееся еще до К. почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички „чжу , перед к-рыми расставляются жертвопри­ношения и совершаются обряды. К. с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделе­нии людей на низших и выс­ших  по  воле  неба использовалось господств, классами Китая для порабощения трудящихся масс.

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы, Кун-чжун-ни; 551-479 до н. э.) - др.-кит. философ и педагог, основополож­ник конфуцианства. В своем уче­нии К. почти не затрагивал вопро­сов космогонии и сравнительно мало внимания уделял таким по­нятиям, как духи и загробная жизнь, хотя и считал небо высш. духовной определяющей силой, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. В центре его фил ос. и этич. построений находились проблемы человека, его умственного и ду­ховного облика, его места и роли в мире и об-ве. По К., судьба чело­века, как и все в мире, определя­ется небом, поэтому деление лю­дей на „благородных и „низких , „вышестоящих и „нижестоящих не может быть изменено: „Госу­дарь должен быть государем, под­данный - подданным, отец - отцом, сын — сыном . Эта идея, несомненно, выражала стремление сохранить существующий поря­док. Вместе с тем К. разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы), благородного мужа, к-рым становятся не благодаря происхождению или обществ, по­ложению, а в результате достиже­ния высоких нравств. качеств: гуманности, справедливости, вер­ности, искренности, сыновней почтительности. Идеи К. сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпечаток на все сторо­ны жизни страны.

КОПЕРНИК Николай (1473-1543) - польск. астроном и мыс­литель. Начав с попыток усовер­шенствовать канонизированную церковью геоцентрич. систему ми­ра, изложенную в „Альмагесте Птолемея (см. Геоцентризм), К. постепенно пришел к утвержде­нию новой, гелиоцентрич. системы мира, согласно к-рой Солнце зани­мает центр, положение, а Земля является одной из планет, обра­щающихся вокруг Солнца, и вра­щается вокруг своей оси (см. Гелиоцентризм). Учение К. нанесло удар по самым основам религ. мировоззрения. Устранялась противоположность земного и не­бесного, законы природы оказы­вались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными че-ловеч. познанию, не оставалось места церк. легенде о сотворении мира богом. В 1616 книга К. „Об обращениях небесных сфер (опубликована в 1543) была вне­сена в „Индексзапрещенных книг и оставалась под запретом до 1828. Учение К. рассматривалось церковью как ересь.

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - христ. церковь монофизит. толка (см. Монофизитство), возникшая в 3 в. в Египте. С 6 в. возглавляется патриархом. Под влиянием араб, завоевателей христианство К. ц. приобрело нек-рые черты ислама: последователи К. ц. молятся, по­вернувшись к востоку, при входе в церковь снимают обувь, но ос­таются в головном уборе и т. д. К. ц. имеет свои храмы, монасты­ри, школы. Копты-египтяне, сто­ронники К. ц., живут гл. обр. в городах АРЕ.

КОРАН (араб, „аль-кур'ан — чтение, декламация) - гл. св. книга мусульман. По учению исла­ма, К. не сотворен, существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, к-рый частями в виде откровения передал К. пророку Мухаммеду через ангела Джебраиля. К. - наиболее крупное произ­ведение араб, прозы 7 в. Согласно преданию, составление и редакти­рование К. начато под наблюдени­ем первых араб, халифов, с при­влечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Установле­ние канонич. текста К., происхо­дившее в Халифате в обстановке острой политич. и религ. борьбы, сопровождалось уничтожением противоречивших ему списков, хотя есть данные, что разные спис­ки К. существовали еще в 9-10 вв. Текст К., принятый за канониче­ский в суннизме, в шиизме счита­ется неполным. В К. 114 сур (глав) разной длины, от 286 аятов („зна­мений ) во 2-й главе до 3-6 аятов в последних главах. 1-я сура „Фатиха („Открывающая ) носит ха­рактер молитвы, в ней 6 аятов, как и в 114-й суре. Хронологич. повествоват. и смысловая после­довательность   между   главами, а часто и аятами в К. отсутствует. Попытки хронологич. расположе­ния глав и аятов предпринимались с 15 в., но больших результатов не дали. Наиболее старые тексты К. по языку и стилю близки за­клинаниям и проклятиям др.-араб. жрецов и прорицателей. Часть из них отражает существенные для периода   возникновения   ислама настроения и проповеди эсхатологич. характера, содержит красоч­ные картины страшного суда, ада, рая.  Значительны в К. влияния христ. и иуд. мифологии. В К. из­ложено учение о пророках Ал­лаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библ. пророки и пат­риархи Нух (Ной), Ибрахим (Ав­раам)   и  др.  Иса  ибн  Мариам (Иисус, сын Марии) в К. - послан­ник  Аллаха, непосредств. пред­шественник Мухаммеда, но он не „единосущ с богом. „Аллах - только единый бог (4, 163). Мифологич. характер носят расска­зы К. о происхождении и уст­ройстве мира, сотворении челове­ка и т. п., в к-рых много противо­речий, как и в учении о свободе воли: то К. утверждает, что у лю­дей „нет свободного выбора (28, 68), то допускает возможность их самостоят, действий, хотя тут же грозит им божеств, карой. Можно проследить в К. влияние фоль­клора др.-араб. племен и др. наро­дов. Большое место в К. занимают положения соц.-правового харак­тера; не случайно к. называет себя „арабским судебником (13, 37). Как книга, составленная в период установления   раннефеод.   об-ва, К. клеймит нек-рые обычаи перво-бытнообщин. строя, напр, крово­смесительство; торговля названа в нем „божьим путем , но ростов­щичество, взимание лихвы (риба) осуждено. В этом, как и в установ­лении налога - закята, - в К. от­разились   интересы   демократич. слоев. Но в целом К. защищает частнособственнич.      отношения, имущественное и соц. неравенст­во, рабство, приниженное положение женщины. Из К. исходят Сунна и шариат. Необходимость пояснения К. вызвала к жизни схоластич. дисциплину тефсир. Пе­реводы К. на вост. языки появи­лись в 10-11 вв. в связи с распро­странением ислама. С араб, ориги­нала К. переведен на рус. язык Г. С. Саблуковым (издавался в Казани в 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковским (1963).

КОРИБАНТЫ (греч.) - жрецы бо­гини Кибелы.

„КОРМЧАЯ КНИГА - см. „Но­моканон .

КОРНИ РЕЛИГИИ - совокупность факторов, создающих необходи­мость и возможность возникнове­ния и воспроизводства религии. Различают соц., гносеологич. и психологич. корни. Соц. К. р. - это те материальные и идеологич. обществ, отношения, к-рые гос­подствуют над людьми в их пов­седневной жизни. Решающую роль в соц. детерминации играют ма­териальные условия, экономич. корни, являющиеся „первопричи­ной (Ф. Энгельс). Вместе с тем политика, гос-во, право, мораль и пр. оказывают на религию вторич­ное воздействие. В системе соц. К. р. важны также историч. связи, т. к. религия - результат развития об-ва в целом, его отд. элементов, а также результат саморазвития. Она имеет историч. корни. К числу соц. К. р. относятся и структурно-функциональные связи: в общеста-экономич. формациях определен­ных типов религия выполняет ряд функций. Действие стихийных, не­контролируемых сил, господст­вующих над людьми, составляет существ, черту обществ, процесса во всех докоммунистич. формаци­ях. В антагонистич. формациях имеются клас. К. р. При социализ­ме соц. К. р. подорваны, однако еще существуют факторы, способ­ствующие ее сохранению. Гно­сеологич. К. р. (греч. gnosis - знание) — моменты познават. деятельности, делающие возмож­ным возникновение превратно отражающих действительность религ.   представлений,   понятий, идей, мифов. Гносеологич. К. р. и идеализма являются „прямо­линейность и односторонность, де-ревянность и окостенелость, субъ­ективизм и субъективная слепо­та (В. И. Ленин, ППС, т. 29, с. 322). Человеч. познание есть диалектич. процесс перехода от незнания к знанию, но познание не идет по прямой линии. Метафи­зичность, субъективизм, абсолю­тизация отд. граней познават. про­цесса ведут к искаженному вос­приятию действительности. Воз­можность появления религ. обра­зов содержится уже в чувственном созерцании и в представлении. Возможность отлета сознания от действительности существует и на ступени рационального познания. Если общее субьективистски, ме­тафизически отрывается от еди­ничного и особенного, если игно­рируется диалектика формирова­ния общего понятия, то возникает тенденция „найти носителя обще­го определения, превратить общее в самостоят, существо. Гносеоло­гич. возможности возникновения религии превращаются в действи­тельность лишь при наличии соц. К. р. Психологич. (греч. psyche - душа, жизнь, logos - учение) К. р.-это состояния, процессы, механиз­мы обществ., груп. и индивид, психологии, к-рыс создают благо­приятную психологич. почву вос­производства и усвоения религи­озности - Различают индивид.-психологич. и обществ.-психологич. К. р. К первым относят личное страдание и горе, страх смерти, переживание одиночества и т. д. Обществ.-психологич. К. р. - это феномены психологии групп и об-ва: потребность в общении, обществ, мнение, коллективные и массовые страхи и страдания, ме­ханизмы негативизма и контагиоз-ности, сообщения, внушения, под­ражания, традиции, обычаи и пр. Питательную почву религиозности составляют неосознанные психич. процессы - индивидуальные и групповые. Неосознанный процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное, готовое. В усло­виях антагонистич. формаций пси­хологич. К. р. - это гл. обр. те напряженные  состояния  масс и индивидов, к-рые вызваны стихий­ностью соц. процесса, эксплуата­цией, соц. придавленностью и т. д. При социализме вместе с социаль­ными подрываются и психологич. К. р.

КОСМОГОНИЯ (от греч. kosmos - Вселенная, мир и goneia — рожде­ние) - область астрономии, в к-рой изучаются проблемы происхожде­ния и развития космич. тел и их систем: звездных скоплений, звезд, галактик, планет Солнеч­ной системы и т. д. В качестве важнейших разделов включает в себя планетную К., звездную К. и галактич. К. Проблемы К. чрез­вычайно важны для выработки науч. мировоззрения и критики религии, к-рая с давних времен дает свою фантастич., искаженную картину мира. Первые космого-нич. представления о развитии не­бесных тел были высказаны ан-тичн. философами 4-1 вв. до н. э. (Левкипп, Демокрит, Лукреций). Затем наступил многовековой пе­риод господства богословия, ког­да преобладала религ. т. зр. о сот­ворении мира богом. В 17 в. франц. философ Р. Декарт показал несостоятельность концепций сот­ворения мира богом и предложил гипотезу об образовании всех не­бесных тел как результате вихре­вого движения мельчайших частиц материи. Науч. фундамент планет­ной К. заложил И. Ньютон, к-рый обратил внимание на закономер­ности движения планет. В 1755 И. Кант предложил гипотезу воз­никновения Солнечной системы на основе действия механич. сил притяжения и отталкивания. Обоб­щив астрономич. открытия В. Гершеля, в 1796 П. Лаплас выдвинул гипотезу происхождения Солнеч­ной системы, сходную с кантовской. Однако в 19 в. выявились трудности, к-рые гипотеза Канта - Лапласа преодолеть на уровне тех знаний не могла. Были выдви­нуты др. гипотезы, в части., Дж. Джинса, об образовании планет под влиянием притяжения про­летавшей поблизости от Солнца массивной звезды. Однако вероят­ность такого события чрезвычайно мала, и в наст. вр. в К. на уровне новых знаний (теория нолей, кор­пускулярное излучение и т. д.) происходит возврат к идеям Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянного вещества (напр., гипотезы О. Шмидта, Я. Хойла, А. Камерона, Э. Шацмана). В звезд­ной К. большинством исследова­телей разделяется идея образова­ния звезд путем сгущения рассеян­ного туманного вещества, выясне­ны конкр. ядерные реакции, обес­печивающие излучение звезд. Га­лактич. К. делает только первые шаги, проводится классификация галактик и их скоплений, изучают­ся эволюционные изменения звезд и газовой составляющей галактик, их химич. состава, природа началь­ных возмущений, к-рые привели к распаду расширяющегося газа Метагалактики на отд. сгущения, исследуются мощные взрывы, происходящие в квазарах и ядрах активных галактик, и др. Совр. К. развивается, опираясь на большое количество фактов, охватываю­щих самые различные свойства небесных тел и свидетельствую­щих о закономерном, естеств. характере эволюции вечной Все­ленной, в к-рой нет места для сверхъестеств. сил.

КОСМОЛОГИЯ (от греч. kosmos - космос, Вселенная, мир и logia - учение) - учение о Вселенной как едином целом, основанное на ре­зультатах исследований наиболее общих свойств (однородности, изотропности, расширения) той ее части, к-рая доступна астрономич. наблюдениям. Теоретич. фунда­мент К. составляют осн. физич. теории (общая теория относитель­ности, теория поля и др.), эмпирич. основу - внегалактич. астроно­мия. Общие выводы К. имеют важ­ное общенауч. и филос. значение. Первые космологич. представле­ния зародились в глубокой древ­ности и были характерной сост. частью различных верований и мифов. Науч. форму космологич. воззрения приобретают в концеп­циях античных филос. школ Демо­крита, Пифагора, Аристотеля (5-4 вв. до н. э.). Первая математич. модель Вселенной - геоцентрич. система мира (см. Геоцентризм) была предложена во 2 в. н. э. и объясняла все  известные  тогда астрономич.   явления.   В   16  в. Н. Коперником была предложена гелиоцентрич. система мира (см. Гелиоцентризм), враждебно встре­ченная христ. теологией. Возник­новение совр. К. связано с созда­нием релятивист, теории тяготе­ния (А. Эйнштейн, 1916) и возни­кновением внегалактич. астроно­мии (20-е гг. 20 в.). Большое вни­мание  было  уделено  изучению геометрии  Вселенной   (кривизна пространства - времени, возмож­ная   замкнутость пространства). В работах А. Фридмана (1922-24) было показано, что искривленное пространство не может быть ста­ционарным, что оно должно рас­ширяться или сжиматься. В ре­зультате   в   центр  исследований встали проблемы механики Все­ленной и ее „возраста (длитель­ности расширения). В наст. вр. выдвинуты модели „горячей Все­ленной (Г. Гамов) и осн. внима­ние переносится на физику Вселен­ной, изучаются состояние вещест­ва и физич. процессы, происходя­щие на различных стадиях расши­рения Вселенной, в т. ч. и на наибо­лее ранних, когда ее состояние было очень необычным. Наряду с законом тяготения большое вни­мание уделяется законам термо­динамики, данным ядерной физи­ки и физики элементарных частиц. Как и во всякой развивающейся науке, в К. есть свои нерешенные проблемы. В части., совр. К. не дает достаточно удовлетворитель­ного объяснения количеств, преоб­ладания в Солнечной системе и, вероятно, в пределах Галактики вещества над антивеществом, в то время как, согласно филос. пред­ставлениям, они совершенно рав­ноправны. Недостаточно еще раз­работаны вопросы топологии про­странства  -  времени,  нет  еще убедительной теории возникнове­ния звезд и галактик (см. Космо­гония) .   Философы-идеалисты   и совр. богословы пытаются спеку­лировать на этих нерешенных про­блемах. Однако история, логика развития космологич. представле­ний убедительно показывает, что Вселенная развивается на основе естеств. законов и не зависит от к.-л. сверхъестеств. сил.

КОСМОС - см. Вселенная.

КОСТЕЛ (польск. kościơl) - польск. название; а) католич. хра­ма; б) церкви как религ. орг-ции.

КОТИС, Котито - фракийская бо­гиня, родственная малоазийской Кибеле. Культ К. получил рас­пространение и в Др. Греции, в ее честь устраивались оргии, назы­вавшиеся котиттиями.

КОЩУНСТВО - в правосл. церкви и законодательстве царской Рос­сии наименование, наряду с бо­гохульством, одного из видов преступлении против религ. веры. Уложением о наказаниях К. опре­делено как „язвительные насмеш­ки, доказывающие явное неуваже­ние к правилам или обрядам церк­ви православной или вообще хрис­тианской . К К. относилось и „грубое выражение мнения о та­ких предметах православного ве­рования, святости коих по своей вере обвиняемый не признает . За К. виновные приговаривались к тюремному заключению.

КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939) - сов. парт, и гос. деятель. С 1919 по 1924 К. был редактором журнала „Революция и церковь , в к-ром выступал со статьями, разъясняющими сущ­ность декрета „Об отделении церк­ви от государства и школы от церкви . К. был одним из руково­дителей Союза воинств, безбожни­ков СССР, редактировал теоретич. журнал „Воинствующий атеизм .

КРЕАЦИАНИЗМ (от лат. creatio - сотворение и anima - душа) - направление в христ.-богосл. уче­нии о душе. Сторонники К. (напр., совр. неотомисты) полагают, что душу бог соединяет с телом чело­века в момент рождения, каждый раз создавая ее из ничего. Сторон­ники же противоположного на­правления - традуцианизма (Тертуллиан, Лотер) — находят, что душа дана богом человеку (Ада­му) лишь при его сотворении, а далее передается (лат. traduco - передаю) от отца детям при за­чатии.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio - сотворение) — религ. учение о творении мира богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе. В Библии „творческий акт , в те­чение к-рого богом создается вся живая и неживая природа, длится всего 6 дней. К. длительное время являлся основой антинауч. пред­ставлений во всех областях зна­ний. Сокрушит, удар по К. был на­несен теорией Ч. Дарвина. Данные совр. науки убедительно показы­вают абсолют, несостоятельность К. Однако и в наст. вр. в модер­низированных формах К. исполь­зуется теологией для обоснования религ. картины мира. Таковыми являются религ.-филос. концепции „непрерывно продолжающегося творения , „обновления сотворен­ного в процессе формирующей деятельности духа , различные виталистич. теории („эмерджентной эволюции , „первичной активно­сти и др.).

КРЕДО (лат. credo - верую)  - 1)   символ веры в католицизме; 2)                                                 взгляды, убеждения, основы мировоззрения (филос. К., политич. К. и т. д.) .

КРЕСТ - св. символ в христиан­стве, предмет религ. почитания в православии и католицизме. По христ. версии, на К. был рас­пят Иисус Христос, что и явилось основанием для превращения из­ображения этого орудия казни в религ. символ. В действитель­ности, как свидетельствуют науч. данные, К. почитался в дохрист. культах. Его изображения обнару­жены при археология, раскопках в разных районах земного шара, в части, в Юж. Америке, Новой Зеландии. Установлено, что он служил объектом поклонения др. народов как символ огня, к-рый первоначально добывался путем трения двух перекрещивающихся палочек, символ солнца и вечной жизни. В раннем христианстве почитание „языч. символа отвер­галось. Лишь в 4 в., после того как мать римск. императора Кон­стантина Елена, совершая палом­ничество в Палестину, якобы на­шла К., на к-ром был распят Христос, в христианстве вводится официальное его почитание. Изоб­ражения же Иисуса распятым на К. впервые встречаются в 8 в. В разных христ. течениях почита­ются разные К.: у католиков - четырехконечные, у православ­ных - четырех-, шести-, восьмико­нечные, у старообрядцев - вось­миконечные. Этот разнобой дока­зывает несостоятельность утверж­дений о находке Елены, ибо если бы ею действительно был обнару­жен К., бывший орудием казни Иисуса, то св. символом у всех христиан стала бы точная его копия. Установлено и то, что прес­тупников в Др. Риме казнили не на К., а на столбе с перекладиной. Т. о., христ. версия не выдержива­ет критики. Научные данные под­тверждают вывод о заимствовании христианами почитания К. из др. культов. Это, в части., является причиной того, что в нек-рых христ. течениях отвергается культ К. (баптисты, адвентисты, др. протест, церкви).

КРЕСТИНЫ - 1)совершение христ. обряда крещения; 2) семей­ное торжество по поводу креще­ния. К. наложились на народную традицию отмечать рождение ре­бенка (родины) . Как религ. обряд К. уживались с поверьями и предо­хранительными ритуалами, являв­шимися пережитками родовых культов. В СССР и др. социалистич. странах в противовес К. в наст. вр. широко внедряется безрелиг. об­ряд имянаречения.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - в хрис­тианстве изображение креста ру­кой. В православии - тремя паль­цами, складывая большой, указа­тельный и средний (старообрядцы признают только двоеперстие), а в католицизме - всей ладонью.

КРЕСТНЫЙ ХОД - торжеств, шествие с хоругвями, иконами и др. святынями в правосл. церкви. К. х. делятся на обычные и чрез­вычайные. К первым относятся К. х. вокруг церкви на пасху, К. х. в праздник богоявления для освящения воды, К. х. в честь местных святынь и др. Чрезвы­чайные К. х. проводятся церковью в особо важных случаях.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - захватнич. походы зап.-европ. феодалов в  11-13 вв., проходившие под прикрытием религ. лозунгов (ос­вобождение „гроба господня и „святой земли - Палестины - из-под власти „неверных , „защи­та католицизма и т. д.). Идейн. вдохновителем и непосредствен­ным организатором К. п. высту­пило папство, стремившееся для упрочения и расширения влияния католич. церкви разжечь религ. фанатизм,  добиться  подчинения Риму правосл. церквей. В К. п. на Восток приняли участие предста­вители различных классов феод, об-ва, преследовавшие при этом неодинаковые цели. Мелкое ры­царство     открыто    стремилось к грабежу развитых в экономич. отношении стран Востока, к захва­ту новых земель и крепостных. Этого же добивались и нек-рые крупные    феодалы,   принявшие участие в К. п. Североитал. го­рода   -  Генуя,  Венеция,  Пиза, сыгравшие большую роль в орга­низации К. п., рассчитывали вос­становить    непосредств.    связи с вост. побережьем Средиземного моря,   захватив   у   сельджуков Сирию и Палестину, и вытеснить из вост. торговли своего конку­рента - Византию. В первых К. п. принимало участие также кресть­янство, видевшее в походах на Восток  средство избавления от феод, гнета, получения земли и свободы.   Политич.   обстановка, сложившаяся на Востоке в кон. 11 в.  (раздоры между гос-вами сельджуков,   ослабление   Визан­тии) , благоприятствовала началу К. п. Всего было организовано 8 К. п. на Ближний Восток, резуль­татом к-рых явилось создание не­скольких гос-в крестоносцев, про­существовавших до кон.  13 в. К 12-13 вв. относятся К. п. нем. феодалов против славянских и др. народов Прибалтики. Под флагом К. п. папство в 13-15 вв. организовывало также карательные экспедиции для искоренения ере­сей. К. п. позволили католич. церкви значительно расширить свое влияние на новых землях и принесли ей огромные богат­ства.

КРЕСТОНОСЦЫ - участники кре­стовых походов. Название получи­ли от нашитого на их одежду крес­та - символа данного ими обета участвовать в походе.

„КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕР­МАНИИ - работа Ф. Энгельса (J850), явившаяся ярким образ­цом материалистич. анализа историч. явлений. В ней Энгельс впер­вые раскрыл соц.-экономич. при­чины Реформации и Крестьян, войны, клас. сущность происхо­дившей в то время политич. и религ. борьбы, в к-рой нем. бурж. историки-идеалисты усматривали „одни только яростные богослов­ские перебранки (т. 7, с. 359). Энгельс показал, что Крестьян, война была „борьбой классов , и тот факт, что она „протекала тогда под знаком религии... ин­тересы, нужды и требования от­дельных классов скрывались под религиозной оболочкой... нисколь­ко не меняет дела и легко объяс­няется условиями времени (с. 360). В целом Крестьян, вой­на в Германии носила антифеод, характер, поэтому она была на­правлена й против католич. цер­кви, выступавшей „в качестве наиболее общего синтеза и наи­более общей санкции существую­щего феодального строя (с. 361) . При этом каждый из трех больших лагерей, участвовавших в борьбе, преследовал собств. клас. цели. Консервативно-католич. лагерь стремился сохранить существую­щие обществ, порядки и оправды­вающую эти порядки религию. Бюргерско-умеренный лагерь вы­ступал против церк. феодализма и утверждал собств. интересы. Крестьянско-плебейский революц. лагерь требовал гражд. и имуществ. равенства. Оппозиционные католицизму антифеод, силы вна­чале совместно выступали против угнетателей. Однако бюргерский лагерь, напуганный размахом крестьянско-плебейского движе­ния, „стал проповедником про­гресса в рамках закона , объявил восстание делом антибожеским, противным духу евангелия. Если раньше вождь бюргерской ереси Лютер, цитируя Библию, призы­вал с помощью оружия покончить с церк.-феод. господством, то теперь с помощью той же Библии „были санкционированы и кня­жеская власть... и безропотное повиновение, и даже крепостное право (с. 368). Лютеру были чужды идеи вождя плебейского лагеря Т. Мюнцера, понимавшего под царством божьим не что иное, как „общественный строй, в ко­тором больше не будет сущест­вовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособ­ленной, противостоящей членам общества и чуждой им государст­венной власти (с. 371). Неприми­римая противоположность между бюргерским и крестьянско-плебейским лагерем привела в конечном счете Крестьян, войну к пораже­нию. Религ. форма выражения клас. интересов, свойственная, по словам В. И. Ленина, всем наро­дам на известной ступени их историч. развития, являлась свидетель­ством незрелости движения крестьянско-плебейских масс, его огра­ниченности.

КРЕЩЕНИЕ - одно из 7 христ. таинств, к-рое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утвер­ждениям духовенства, в результа­те К. „человек умирает для жизни плотской, греховной и возрожда­ется в жизнь духовную, святую . Ведь, по христ. представлениям, люди рождаются запятнанными первород. грехом прародителей человечества. К. призвано „смыть этот грех, открыть перед ними перспективу спасения. Ритуал К. состоит либо в погружении ново­рожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католи­цизме). В протест, церквах, как правило, крестят уже совершенно­летних. Во всех случаях К. рас­сматривается как акт приобщения человека к христ. религии. Однако истоки его лежат в дохрист. куль­тах. Известно, что водные очистит, обряды совершались во мн. рели­гиях др. мира и были связаны с представлениями первобытн. лю­дей об очистительной силе воды. Обряд водного омовения ново­рожденных возник в христианстве не сразу. По словам Ф. Энгельса, он „является институтом второго периода   христианства    (т.   22, с. 490). К. входит в культовую практику церкви по мере станов­ления и совершенствования христ. обрядности. На протяжении всей истории христ. церкви оно служит средством идейн. и эмоц.-психологич. влияния на верующих, внуше­ния им представлений о собств. слабости   и   ничтожестве   перед богом и др. идей, преследующих цель полного подчинения человека власти религии. Несмотря на то что религиозность в наст. вр. идет на убыль, есть еще немало людей, к-рые крестят детей в церкви. И хотя значит, их часть прибегает к услугам церкви „по традиции , под влиянием религ. родственни­ков, разъяснение идеологич. вреда этого обряда является одной из задач науч.-атеистич. пропаганды. А внедрение в быт новой, социа-листич. обрядности, в т. ч. обрядов, связанных с рождением человека, служит  действенной  предпосыл­кой полного вытеснения К. из нашего быта.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - христ. праздник; в правосл. церкви относится к двунадесятым празд­никам. Отмечается 6(19) января. В основе К. г. лежит еванг. сказа­ние о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крести­телем. Праздник носит и др. наз: вание - богоявление, т. к. во вре­мя крещения Иисуса бог - дух святой будто бы сошел с небес в виде голубя. Установленный во вт. пол. 2 в. праздник К. г. первоначально отмечался 6 янва­ря одновременно с рождеством и богоявлением. Лишь в 4 в. рождество было выделено как отд. праздник, к-рый стал отме­чаться 25 декабря. На Руси празд­ник К. г. совпал по времени с окончанием святочных празднеств др. славян и впитал в себя мн. народные обряды, к-рыми со­провождались святки. Пережитка­ми древнейших поверий, связан­ных с представлениями об очис­тительной силе воды, являются крещенские обряды освящения воды, в части., гл. обряд „велико­го освящения воды на Иордане , к-рый совершался в храме и в про­руби на реке. Идеологич. смысл К. г. заключен в др. названиях праздника: „праздник светов , „праздник просвещения . По уче­нию церкви, именно с крещения Иисус начинает проповедовать, „просвещать народ, озаряя его своим светом. В действительности же К. г. всегда использовалось церковью для закрепления религ. представлений об окружающем мире, о месте человека в об-ве, о его назначении и жизнен, целях.

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ - один из догматов вероучения пятидесят­ников, к-рые придают особое значение девяти н.-з. „пятидесятническим дарам (см. 1 Кор. 12: 8-10). Эти дары могут якобы быть получены каждым верую­щим во время К. д. на т. н. рев-нительных молитв, собраниях, к-рым предшествует длительный и строгий пост. Лицо, испытавшее К. д., по учению пятидесятников, становится равным Христу в сво­их сверхъестеств. способностях и получает вечное блаженство за гробом. Внешним проявлением сошествия духа считается „гово­рение на иноязыках (глоссола­лии) . С т. зр. психиатрии такое „говорение не что иное, как бессмысленные выкрики и бормо­тание в состоянии помрачения сознания, наступающего у верую­щего вследствие исступленной молитвы. Оно сопровождается дрожанием.рук, всего тела и т. п., за что пятидесятников прозвали в народе „трясунами .

„КРЕЩЕНИЕ РУСИ - введение в Др. Руси в кон. 10 в. христиан­ства как гос. религии. Разложение первобытнообщин. строя и воз­никновение клас. об-ва подготови­ли условия для смены др.-славян­ской    религии    христианством, к-рое в его греко-правосл. форме, ввиду тесных связей с Византией, уже в сер. 9 в. получило распрост­ранение среди господств, классов. Но гос. религией оно стало лишь в связи с массовым крещением славян, проведенным в 988-989 князем Владимиром Святослави­чем. Введения христианства требо­вали углубляющиеся политич. контакты Киевской Руси с зап.-европ. странами. В свою очередь, утвердившиеся на Западе христ. церкви были заинтересованы в рас­ширении своего влияния на др. народы. Киевский князь Влади­мир видел в христ. религии сред­ство централизации Древнерус. гос-ва, упрочение его международ, положения, а также укрепление своей собственной власти. Гос-во активно распространяло христиан­ство, используя свою новую идео­логию и церк. opr-цию для укреп­ления феод, строя. Введение хрис­тианства встречало сопротивление народных масс, в 11 в. ряд народ­ных выступлений против феод, эксплуатации приобрел форму антихрист, движений. Утвердив­шись, христианство на протяжении веков выступало тормозом об­ществ, и культурн. прогресса, средством духовного порабоще­ния и угнетения трудящихся.

КРИЗИС РЕЛИГИИ - процесс падения влияния религии, утраты ею контроля над различными сто­ронами жизни об-ва и индивида под воздействием соц. изменений, науч.-технич. прогресса и распро­странения науч. мировоззрения. К. р. обусловлен закономерным ходом обществ, развития. В совр. эпоху он носит глобальный харак­тер; определяется коренными соц. сдвигами, науч.-технич. револю­цией и находит выражение в ос­лаблении религиозности, в паде­нии авторитета религии и ее институтов, в формальном отно­шении большинства верующих к религ. обязанностям. Конкр. социологич. исследования свиде­тельствуют о трансформации обы­денного религ. сознания, размыва­нии традиц. религ. представлений, росте религ. индифферентизма среди  верующих. В стремлении преодолеть К. р. богословы и ду­ховенство прибегают к модерни­зации религии, к пересмотру явно архаических элементов вероуче­ния и культа, к разработке новых соц. доктрин, с помощью к-рых рассчитывают поднять престиж религии в глазах верующих, со­хранить „руководство человеком и об-вом . Стараясь идти „в ногу с веком , они пытаются „согла­совать религ. представления с данными совр. науки. К. р. не прямолинейный процесс. Падение влияния религии тормозится ря­дом объективных и субъективных факторов, в т. ч. активной под­держкой религ. институтов правя­щими классами капиталистич. об-ва, широкой пропагандой рели­гии средствами массовой инфор­мации бурж. стран, стремящимися противодействовать распростране­нию науч.-материалистич. мировоз­зрения. Тем не менее К. р. носит необратимый характер. Особенно глубоко он проявляется в социа-листич. странах, где в результате революц. преобразований оказа­лись подорванными соц. корни религии. Коренные обществ, пе­ремены, использование достиже­ний науч.-технич. революции в ин­тересах трудящихся, широкое распространение знаний, последо­вательно проводимая работа по атеистич. воспитанию способству­ют углублению в этих странах процесса секуляризации, полному вытеснению религии из всех сфер жизни, утверждению господства науч.-материалистич. мировоззре­ния.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТА­НИЯ — объективные показатели результатов атеистич. работы в оп­ределенном регионе или коллек­тиве. Эффективность атеистич. воспитания определяется в целом соотношением затраченных в оп­ределенный промежуток времени усилий и результатов атеистич. воспитат. работы. Результаты ате­истич. воспитания фиксируются в нескольких объективных пока­зателях, к-рые и являются К. э. а. в. К числу таких критериев относятся: во-первых, количеств. показатели, характеризующие уменьшение религиозности в дан­ном регионе или коллективе за определенное время (число лю­дей, полностью порвавших с ре­лигией, число верующих, религи­озность к-рых существенно умень­шилась, и т. п.); во-вторых, количеств. показатели, харак­теризующие рост атеистичности среди населения данного региона ти коллектива за истекший пе-зиод (число мировоззренчески афферентных, ставших убеж­денными атеистами, число пассив­ных атеистов, включившихся в атеистич. пропаганду, и т. п.). Выявление всей совокупности указанных показателей представ­ляет собой сложную задачу, к-рая в полном объеме может быть решена лишь с помощью конкр. социологич. исследований религи­озности и атеистичности населения.

КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ - см. Библейская критика.

„КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАМ­МЫ - произведение К. Маркса (1875), в к-ром сформулированы осн. положения науч. коммуниз­ма - о соц. революции, о переход­ном периоде от капитализма к со­циализму, о революц. диктатуре пролетариата, о двух фазах разви­тия коммунистич. об-ва, о страте­гии и тактике рабочего движения. В работе раскрыта сущность бурж.-идеалистич., метафизич. теорий гос-ва и осуществляемых им де-мократич. принципов. Так, оцени­вая бурж. понимание свободы со­вести, К. Маркс отмечал, что “буржуазная „свобода совести ие представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем позможным видам религиозной свободы совести (т. 19, с. 30). Этим Маркс подчеркнул односто­ронность и ограниченность бурж. трактовки свободы совести, сво­дящейся только к свободе выбора религии, к неограниченной религ. пропаганде. В подобной трактовке свободы совести нашли отражение клас. интересы буржуазии, использующей религию для закрепления Своегоэкономич. и политич. гос­подства.

КРИШНА (санскр., букв. - тем­ный, черный) - один из почитае­мых богов в индуизме, считается 8-м воплощением (аватарой) Виш­ну. В индуистской мифологии представлен в образе мудрого ца­ря-воина и божеств, пастуха. В „Махабхарате К. - одна из важней­ших фигур в борьбе за власть 2 царских родов — Пандавов и Кауравов. Бог-пастух предстает как идеал красоты и мастер чарую­щей игры на свирели. Его любовь к пастушке Радхе стала одним из любимых сюжетов инд. лирики, а эпизоды жизни К. отражены в ар­хитектуре, скульптуре, живописи.

КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд. - Алсион, р. 1895 или 1897) - инд. религ. мыслитель и деятель, полу­чивший образование в Англии. Посвятил жизнь пропаганде своих идей в Зап. Европе и США. До 1929 был тесно связан с Теософским обществом (см. Теософия), к-рое объявило его мессией. Создал уче­ние о достижении „подлинной сво­боды на путях отрицания любых религ. и рационалистич. систем, к-рые мешают „познать истину . Последняя может быть обнаруже­на только интуитивно личностью, освобожденной от влияния лож­ных символов, с помощью любви, преобразующей мир, к-рый явля­ется внешней проекцией наших внутренних состояний. Учение К.-крайний субъективный идеализм (близкий к экзистенциализму и интуитивизму), перемешанный с традициями инд. религ. мысли.

КРОНОС, Крон - др.-греч. боже­ство, младший сын Урана (Неба) и Геи (Земли), один из титанов. Изображался в виде бородатого старца с серпом в руке.

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842—1921) — рус. мелкобурж. революционер, один из теорети­ков анархизма, ученый-географ, сторонник философии позити­визма. Взгляды К. характеризу­ются механистич. и метафизич. пониманием обществ, явлений, вульгарно-натуралистич. их ис­толкованием. Важное место в обо­сновании разработанной им сие-темы „анархического комму­низма занимают моральные про­блемы. Отрицая божеств, проис­хождение категорий нравствен­ности, К выводил их из поведе­ния животных. „Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека , „понятия о „доброде­тели и „пороке - понятия зоо­логические... (Этика. М., 1922, т. 1, с. 19, 38). Понятие о зле имеет своим первонач. источни­ком естеств. отбор, истребление слабых сильными, представления о добре человек выводит, наблю­дая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть „зачатки нравственной совести .

КРУПСКАЯ Надежда Константи­новна (1869-1939) - сов. гос. и парт, деятель, жена, друг и со­ратник В. И. Ленина. Педагог-марксист К. тесно увязывала вопросы воспитания и образова­ния с задачами построения коммунистич. об-ва, рассматривая их в диалектич. единстве, с учетом всего комплекса воспитат. мер. Уделяя огромное внимание фор­мированию науч.-материалистич. мировоззрения масс, К. отводила значит, место атеистич. воспита­нию сов. граждан, требуя соблю­дать в этом деле последователь­ность и такт. В работах „Задачи атеистической пропаганды , „Роль искусства в религиозном и атеис­тическом воспитании , „Об анти­религиозном воспитании в школе и др. К. раскрыла марксист, пони­мание сущности религии, показала значение искусства в атеистич. воспитании, призывала использо­вать все науч. силы и культурн. кадры для популяризации естест­вознания и его достижений.

КСАВЬЕ (Ксавёрий) Франсуа (1506-1552) - иезуит, соратник Лойолы. По поручению папы Пав­ла III и португ. короля предпри­нял миссионерское путешествие по странам Вост. и Юж. Азии. Католич. церковь провозгласила К. святым.

КСЕНДЗ - польск. наименование священнослужителя католич. церкви.

КСЕНОФАН Колофонский (ок. 570-480 до н. э.) - ранний пред­ставитель др.-греч. антирелиг. свободомыслия, философ и поэт. В пантеистичесхи окрашенной философии К. сильны материа-листич. и диалектич. тенденции. Мир, по К., не создан богом. Од­ним из первых К. демифологи­зировал картину мира, дав при­родным явлениям естеств. объя­снение. К. считал, что боги выду­маны людьми по их собств. об­разу.

КТИТОР (греч. ktitōr - строитель, создатель, владелец) - в Византии и на Руси лицо, построившее на свои средства правосл. храм или сменившее его внутр. убранство. К. приобретал право распоря­жаться частью доходов от храма и даже передавать это право по наследству, пользовался он и др. привилегиями. С 17-18 вв. К. стали нередко называть церк. старост, в обязанность к-рых входили сбор средств для цер­кви, забота о ее благоустройстве и т. д.

КУББА - см. Мазар.

КУДРЯВЦЕВ (Кудрявцев-Плато­нов) Виктор Дмитриевич (1828-1891) - рус. философ-идеалист. Считая материю и дух проявлени­ем бога как высш. творческой причины, К. называл разработан­ное им учение системой транс­цендентального монизма. Религ.-филос. концепция К. не выходит за рамки теизма и по этой при­чине популярна в среде совр. бого­словов.

КУЗЕН Виктор (1792-1867) - франц. философ-идеалист, эклек­тик. Задачу философии К. видел в критич. отборе с помощью „здравого смысла истин, к-рые уже высказаны прежними фило­софами. К. считал бога творцом Вселенной, признавал существо­вание потустороннего мира, при­зывал к примирению философии и религии.

КУЛЬТ РАЗУМА - см. Разума культ.

КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. cultus — почитание)   - вид религ. деятельности, практически-духов­ного освоения мира. Объектом яв­ляются   осознаваемые  в  форме религ. образов силы, господствую­щие над людьми в их повседнев­ной жизни. Содержание, значение и смысл К. р. придают соответст­вующие религ. верования, догма­ты, идеи, мифы. Различают 2 осн. разновидности   К.   р.   -  магию (колдовство)  и умилостивитель­ный (пропициальный) культ. Воз­никнув в первобытн. об-ве, магия впоследствии   стала   элементом всех религий клас. об-ва. Умилос­тивительный культ обращен к духу или богу. Субъектом культовой деятельности может быть религ. группа или верующий индивид. Религ. группа как субъект К. р. неоднородна:   состоит   из   лиц, осуществляющих руководство - шаман, жрец, священник, пастор, раввин,   мулла,   проповедник  и т. д., - и большой группы лиц, действующих под их руководст­вом. Средствами К. р. являются храм, молитв, дом, религ. искус­ство    (архитектура,    живопись, скульптура, музыка), различные предметы   (крест,   свечи,   церк. утварь, священнические облачения и т. д.) . На основе религ. взглядов складываются определенные нор­мы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Средства и способы  культовой практики имеют символич. значение. К эле­ментарным культовым актам от­носятся поклоны, коленопрекло­нение,   падение   ниц,   склонение головы, сложение рук, крестное знамение и т. д. Более сложными являются жертвоприношения, об­ряды, проповедь, молитва, бого­служение, праздники и пр. Резуль­татом культовой деятельности яв­ляется удовлетворение потребнос­тей религ. Во время отправления К. р. под влиянием религ. искусст­ва могут удовлетворяться и эсте-тич. потребности. К. р. находится во взаимодействии с др. элемента­ми религии.

КУЛЬТ СВЯТЫХ - см. Святых культ.

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ. С марк­сист, т. зр. культура есть совокуп­ность способов и приемов человеч. деятельности (как материальной, так и духовной), объективирован­ных в предметных, материальных носителях (средствах труда, зна­ках) и передаваемых с помощью этих носителей новым поколени­ям. Культура представляет собой диалектич. единство 2 компонен­тов: объективного (предметного) и субъективного   (личностного). Это единство реализуется в про­цессе     человеч.     деятельности. В клас. об-ве духовная культура носит клас. характер, ибо идеи, представления, нормы, ценности и идеалы, формирующиеся в ус­ловиях   клас.  антагонизмов,  не могут быть одинаковы у предста­вителей   различных   классов.   В культуре каждой нации в услови­ях капитализма наряду с культу­рой господств, класса имеются эле­менты демократич. и социалистич. культуры. Религия является эле­ментом человеч. культуры, преж­де  всего  духовной.  Она  пред­ставляет собой особую систему духовной   деятельности   людей, специфика к-рой определяется ее направленностью на сверхъестеств., т. е. иллюзорные, объекты. Рели­гия, как и духовная культура в целом,   предполагает  объектива­цию верований с помощью мате­риальных действий, знаков и сим­волов, образующих систему религ. культа. Культура включает в себя 2 вида деятельности: репродуктив­ную, воспроизводящую, копирую­щую уже достигнутое, и творче­скую, созидающую нечто новое и оригинальное. Религия связана в основном с репродуктивным эле­ментом духовной культуры. Пре­тендуя на абсолют, истину, рели­гия декларирует вечность и неиз­менность своих догматов. В опре­деленных     историч.     условиях (напр., в эпоху феодализма) рели­гия становится доминантой в сфе­ре духовной культуры. Все сферы обществ, сознания в этих услови­ях черпают свой материал в значит, мере из религ. источников, а в сис­теме ценностей культуры религ. ценности занимают высш., приви­легированное место. Однако, какпоказали исследования сов. уче­ных, даже в эпоху феодализма духовная культура не сводится к офиц. христ. культуре, насаждае­мой церковью. Наряду с ней в средние века существовала и на­родная культура, к-рая не только отличалась от церковной, но и в нек-рых своих проявлениях была прямо враждебна ей. Такова, напр., народная смеховая культура сред­невековья (рус. скоморохи и др.). В процессе исследования роли ре­лигии в истории культуры встает вопрос о том, что составляло и составляет ядро религии, ее сущ­ность, а что — лишь сопутствую­щие элементы. Вполне очевидно, что монастыри в Европе в средние века были центрами духовной культуры, хранителями рукопи­сей, что искусство на протяжении столетий развивалось под покро­вительством и надзором церкви и т. п. Однако во всех этих случа­ях речь идет о нерелиг. функциях религ. институтов, а не о ядре ре­лигии - вере в сверхъестествен­ное. Следовательно, подобные факты не дают оснований для вывода о благотворном якобы воздействии религии на развитие культуры. Не следует забывать, что религ. вера направляла помыс­лы и побуждения людей в сторону иллюзорного потустороннего ми­ра, оправдывала и освящала все существующее как „установление божье и тем самым препятство­вала поискам нового в жизни и культуре, тормозила обществ, прогресс.

КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЯ ветвь бурж. антропологии филос. (Э. Ротхаккер, М. Ландман и др.). К. усматривает свою задачу в пост­роении теории человека как твор­ца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущ­ности в конкр.-историч. многооб­разии культур, стремится в анали­зе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, ис­торию, социологию и теологию. Типологич. метод, провозглашае­мый М. Ландманом (р. 1913), представляет собой не столько систематизацию фактов, сколько спекулятивно-метафизич. построе­ние, отрицающее соц. природу человека, подменяющее история. развитие гетерогенными идеаль­ными типами ценностных ориента­ции. Историко-культурн. изменчи­вость сущности человека оказы­вается в К. чисто количеств, вариа­циями извечной природы челове­ка - абстракт, деятельности, рас­сматриваемой как некий „прафеномен человеч. мира. Деятель­ность сводится в К. лишь к духов­ной деятельности, ставится в за­висимость от иррациональной си­туации (судьбы), что открывает дорогу теологич. истолкованию че­ловека.

„КУЛЬТУРКАМПФ (нем. Kulturkampf - борьба за культуру) - название, к-рое дали в 70-х гг. 19 в. бурж. либералы мероприя­тиям пр-ва О. Бисмарка, направ­ленным против католич. церкви, поддерживавшей сепаратист, анти­прус, тенденции господств, слоев мелких и средних гос-в Юго-Зап. Германии. Были приняты законы, по к-рым духовенство лишалось права надзора за начальными шко­лами, иезуиты изгонялись из Гер­мании, ограничивались права цер­кви в отношении наказания верующих, был введен гражд. брак и др. В. И. Ленин отмечал, что Бисмарк „только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо деле­ний политических, отвлек внима­ние некоторых слоев рабочего класса и демократии от насущных задач классовой и революционной борьбы в сторону самого поверх­ностного и буржуазно-лживого ан­тиклерикализма (т. 17, с. 416-417). В 80-х гг., стараясь объеди­нить все силы реакции против революц. рабочего движения, Бисмарк отменил почти все антицерк. законы. В силе остались лишь законы о гражд. браке и изгнании иезуитов.

КУМИРНЯ - см. Капище.

КУМРАНИТЫ - члены религ. об­щины, существовавшей во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. в районе Кумрана на берегу Мертвого моря (совр. Иордания). К. исповедовали иудаизм, но не признавали власти первосвященников, свою общину называли Новый союз (имея в ви­ду союз с богом), а себя - „сына­ми света , „нищими , „простеца­ми . К. верили, что наступит ре­шающая схватка „сынов света с „сынами тьмы - и зло будет побеждено. В ожидании этого К. жили замкнутой общиной. Они ввели общность имущества, сов­местный труд, осуждали рабство. Чтобы попасть в общину, нужно было пройти через испытания. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина: во главе стоя­ли жрецы: „младшие члены (т. е.. еще не прошедшие всех испытаний) подчинялись „старшим . Основа­телем общины считался некий „учитель праведности , к-рый умер, преследуемый „нечестивым жрецом '. К. верили, что он вернет­ся на землю. К. были частью дви­жения эссенов. Община К. была уничтожена во время восстания против римлян (66-73). Идеоло­гия К. оказала определенное влия­ние на формирование раннего христианства.

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ - ру­кописи, обнаруженные в пещерах в местности Вади-Кумран в районе Мертвого моря в Иордании. Пер­вые находки относятся к 1947. К наст. вр. открыто ок. 40 тыс. фрагментов, гл. обр. на др.-евр. и арамейск. языках. Рукописи при­надлежали религ. группе, не при­знававшей ортодокс, иудаизма, жившей в этом районе во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. (см. Кумраниты). К. р. можно условно разделить на 3 группы: тексты Ветхого завета на др.-евр. языке, а также в переводе на греч. и арамёйск.; в.-з. апокрифы на др.-евр. и арамёйск. языках; соч. собствен­но кумранитов. К. р. содержат разные версии в.-з. книг, в т. ч. и не совпадающие с канонич. (масоретским) текстом. Мн. тек­сты тождественны тем, к-рые по­служили оригиналом для Септуагинты - перевода Библии на греч. язык. Из в.-з. апокрифов обнару­жены фрагменты Бен-Сиры, книги Товит, фрагменты книги Еноха на др.-евр. и арамёйск. языках (до этого были известны только фраг­менты на греч. и переводы на ста-рославян. и эфиопский языки), „завещания отд. патриархов и др. К произведениям самих кумра­нитов относятся Устав общины, Свиток войны, Свиток гимнов, комментарии на пророчества и ряд др. В Уставе речь идет о целях общины, порядке приема членов, их обязанностях. Проводится идея о борьбе царства света и праведно­сти с царством тьмы и зла. В Свит­ке войны изображена последняя схватка между ними. Коммента­рии расшифровывают пророчест­ва, к-рые, по мнению кумранитов, содержатся в Библии, о судьбе их общины. В комментарии к Ав­вакуму упоминается основатель общины, „учитель праведности , к-рого преследовал „нечестивый жрец . Нек-рые исследователи склонны видеть в „учителе пра­ведности прообраз Иисуса Христа.

КУНОВ Генрих (1862-1936) - нем. историк религии, этнограф, социолог, представитель правого крыла герм, социал-демократии. Популяризатор отд. положений марксист, атеизма. Работы К. по истории религии в 20-е гг. занима­ли видное место в религиоведе­нии и были переведены И. И. Скворцовым-Степановым („Тео­логическая или этнологическая история религии? , 1910, в пере­работке Скворцова-Степанова под названием „Происхождение на­шего бога . М., 1919; послед­нее изд. - М., 1958; „Возникно­вение религии и веры в бога . 4-е изд. М.-Л., 1925). Опираясь на этнографич. материал, К. про­следил эволюцию религии на ранних ступенях развития челове­чества.

КУПАЛО, КУПАЛА - олицетворе­ние отмечавшегося с глубокой древности мн. народами Европы (в т. ч. и славянами) праздника, связанного с летним солнцеворо­том. Христианство приспособило праздник к своей культовой прак­тике, связав с рождеством Иоан­на Крестителя (24 июня по ст. ст.) В итоге народные массы широко отмечали день Ивана Купалы, сохранивший многое из прежней языч. обрядности, напр., пры­ганье через костры, бросанье в воду венков и др. В наст. вр. ку­пальский праздник, утративший свой релит, смысл, но сохранив­ший ряд народных обрядовых элементов, отмечается как празд­ник лета и молодежи в нек-рых районах СССР, напр, на Украине, в Латвии (где он называется лито).

КУПЕР Томас (1759-1839) - англо-америк. философ-материа­лист, врач, химик, экономист и политич. деятель. Во время Франц. революции был связан с якобин­цами, за что власти обвинили его в измене. Переселился в США, где примыкал к демократия, партии Джефферсона. В своих трудах за­щищал материализм, отрицал религ. догматы, выступал против примирения науки и религии, ра­зоблачал библейские мифы. Вы­ступал за отделение школы от церкви.

КУПИДОН - см. Эрот.

КУРБАН-БАЙРАМ (араб.-турецк.-праздник жертвоприношения) - один из г-л. ежегодных религ. праздников у мусульман. Отме­чается 10-го числа месяца зу-л-хиджжа (12-го месяца мусульм. лунного календаря). Ислам пред­писывает верующим в день К.-б. принести кровавую жертву: зако­лоть овцу или барана, быка, коро­ву или верблюда. К.-б. был вос­принят мусульманами от др. ара­бов, приносивших кровавые жерт­вы богам, чтобы они даровали людям благополучие, рост пого­ловья скота, обильные урожаи и т. д. В СССР мн. мусульмане не верят в достоверность легенд, свя­занных с жертвоприношением, от­казываются выполнять это (и мн. другие) предписание ислама. Стре­мясь сохранить влияние религии на таких людей, служители культа говорят о возможности замены кровавой жертвы внесением в кас­су мечети стоимости шкуры жи­вотного.

КУРИЯ РИМСКАЯ - церк. пр-во в Ватикане, состоящее из различ­ного рода конгрегации (департа­ментов, министерств), создава­лось на протяжении 16 в. До этого времени адм. делами церкви управляла папская канцелярия. Гл. министерством К. р. явля­ется статс-секретариат, глава к-рого, обычно кардинал, выпол­няет функции премьер-министра и министра иностр. дел. Долж­ность статс-секретаря была уста­новлена Иннокентием XII в 1692. К. р. неоднократно подвергалась реорганизации, последний раз - Павлом VI (апостолическая кон­ституция „Regimini Ecclesiae Uni-versale от 15 августа 1967). В наст. вр. К. р. состоит из статс-секретариата, 9 конгрегации, 3 трибуналов, 3 секретариатов, соз­данных после II Ватикан. со­бора, — по единству христиан, по связям с нехрист. религи­ями и по делам неверующих, Совета по делам мирян, ко­миссий — „Справедливость и мир и по делам России (Руссикум), финансовых служб - Префектура по экономим, делам св. пресюла (министерство финансов) и Управ­ление собственности апостолич. престола, управления гос-вом - городом Ватикан и различных др. служб. Осн. департаменты воз­главляются кардинальскими ко­миссиями во главе с префектом или президентом. В состав К. р. входят кардинальская коллегия и синод католич. церкви. В их адм. аппарате работает ок. 3 тыс. чело­век, в основном духовные лица. Офиц. язык К. р. - латинский, рабочий — итальянский.

КУРОЧКИН Павел Константино­вич (1925-1981) - сов. ученый в области науч. атеизма, с 1977 - директор Института научного ате­изма АОН при ЦК КПСС. Специа­лизировался по проблемам эволю­ции и модернизации русского православия в социалистам, об­ществе, а также по вопросам нравств., гуманистич. содержания науч. атеизма и его роли в форми­ровании научно-материалистич. мировоззрения. Осн. работы: „Православие и гуманизм (1962); „Эволюция современного русско­го православия (1971); „Научно-атеистическое воспитание в систе­ме идеологической работы (1980).

КУЩИ - см. Суккот.

КШАТРИИ (от санскр. кшатрия - власть) - в Др. Индии сословие (варна) воинов и вождей, зани­мавшее 2-е место после Варны жрецов - брахманов. Как и брах­маны, К. считались дважды рож­денными. В религ. обязанности К. входило охранять народ, совер­шать жертвоприношения и изучать веды. К. разрешалось также зани­маться адм.-управленч. и т. п. дея­тельностью.

КЬЕРКЕГОР Серен (1813-1855)-дат. теолог и философ-иррационалист, один из основоположни­ков экзистенциализма. К. считал, что личность обретает себя в боге. На пути к богу человек проходит 3 стадии познания своего сущест­вования: эстетическую, этическую и религиозную. Бессмысленность мира рождает в человеке страх и отчаяние. К. отвергал попытки найти опору как во внешнем мире, так и во внутр. мире чело­века. В своем отчаянии человек должен полностью предаться воле бога. К. порицал офиц. христиан­ство за измену христ. истине и рационализацию веры, порабощаю­щую и деморализующую личность. Религ. субъективизм и иррациона­лизм К. оказали влияние на христ. теологию 20 в., в первую очередь на К. Барта и диалектич. теологию.

КЮВЬЕ Жорж (1769-1832) - франц. биолог, основоположник сравнит, анатомии и палеонтоло­гии. Объективно работы К. по выделению типов животных на ос­нове сходства их строения, откры­тие им законов корреляции орга­нов, их функций и установление факта различия фауны на Земле в разные эпохи свидетельствовали о развитии животного мира. Одна­ко сам К. отвергал идею естеств. развития и пытался объяснить це­лесообразность строения живот­ных разумностью божеств, творца, смену фауны - катастрофами, подобными всемирн. потопу. Не­состоятельность объяснений К. выявлена Ч. Дарвином и Ч. Лайелем.

КЮРЕ (от лат. curare - заботить­ся) — священник, возглавляю­щий религ. округ, общину като­лич. церкви в нек-рых странах Зап. Европы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Словарь Атеиста:

ИБЛ - ИНД

ИБЛИС - по учению ислама дья­вол, бывший ранее ангелом. Изгнан Аллахом из рая за отказ прекло­ниться перед Адамом - первочеловеком, созданным богом из праха. За свое падение всемерно стре­мится мстить людям, то...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...