Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




КОН - КЮР

Понятия и определения - Атеистический словарь

КОНТА Василе (1845-1882) - румынск. философ-материалист, атеист. Материалистич. и атеистич. выводы К. делал на основе данных естествознания, в части. - учения Ч. Дарвина. Человеч. познават. способности К. считал неисчерпае­мыми, как неисчерпаема сама действительность. Истинность зна­ния проверяется практикой, пони­маемой К. как лабораторный эксперимент и индивидуальный опыт. В объяснении обществ, явле­ний К. стоял на идеалистич. пози­циях. Причины возникновения ре­лигии он видел в невежестве первобытн. людей и их страхе перед природными стихиями.

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ И ЦЕРКОВЬ. Контрреволюция - это борьба реакц. сил против революции, революц. классов, а также против созданного ими обществ, и гос. строя с целью реставрации старого обществ.-политич. устройства. Истории известны феод. К., боров­шаяся против бурж. революций и утверждения бурж. строя; бурж. и бурж.-помещичья К., яростно выступающие против социалистич. революций,, создаваемого ими со­циалистич. строя. Ц. в прошлом, как правило, выступала на сторо­не К., являясь ее опорой. Верхуш­ка церк. иерархии принадлежала к эксплуатат. классам, да и сама Ц., поддерживаемая феод, или бурж. гос-вом, к-рое пользова­лось ею для духовного порабо­щения масс, являлась крупным собственником и угнетателем на­рода. В борьбе против Великой Октябрьской социалистич. рево­люции Ц выступила как контрреволюц. сила. Поместный собор 193 7-1918 гг. ориентировал Ц. на контрреволюц. деятельность. В годы гражд. войны значит, часть духовенства во главе с патриархом Рус. правосл. церкви участво­вала в контрреволюц. заговорах, находилась в лагере белогвардей­цев, создавая спец. отряды для борьбы против Сов. республики. Позже мн. церковники выступа­ли против коллективизации и ин­дустриализации страны. В совр. эпоху гл. между народ, контрре­волюц. силой выступают амер. империализм и созданные им военно-политич. блоки (НАТО и др.). В своей борьбе против веду­щей революц. силы — мир. систе­мы социализма, международ, ком-мунистич. и рабочего движения, нац.-освободит. движения — он стремится активно использовать религию и Ц.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - феод.-католич. реакция, возглавляемая папством, направленная против Реформации. Гл. орудия К. — инквизиция, монаш. ордены, курия римск. В 1540 было со­здано „Общество Иисуса (орден иезуитов), задачей к-рого стало искоренение свободомыслия. В основу программы К. легли решения Тридентского собора (1545-1563), к-рый утвердил не­пререкаемый авторитет папы римск., введение строжайшей цен­зуры, издание ,,Индекса запре­щенных книг . Всякое отклонение от догматов и канонов, утверж­денных собором, считалось ересью. Практиковалось массовое истреб­ление протестантов (см., напр., Варфоломеевская ночь). Католич. реакция продолжалась св. двух столетий. В результате развязан­ных церковью религ. войн мн. города Германии, Чехии, Дании были превращены в руины.

КОНФЕССИОНАЛИЗМ (лат. сопfessionalis - вероисповедный) - образ мыслей и поступков, соот­ветствующий догматам и требова­ниям определенного вероиспове­дания, в противоположность индифференгизму религ., нигилизму и критицизму.

КОНФЕССИЯ (лат. confessio - признание, исповедание) - то же, что вероисповедание.

КОНФИРМАЦИЯ (от лат. confirmatio - укрепление, упрочение) - 1) в католич. церкви - таинство миропомазания, совершаемое епископом в торжеств, обстановке над детьми 7-12 лет; 2) в протес­тантизме - публичный акт, сим­волизирующий достижение моло­дыми людьми церк. совершенно­летия (14-16 лет) и сознат. выра­жение ими веры в Иисуса Христа, а также включение их в состав религ. об-ва. Как у католиков, так и у протестантов К. преследует цель укрепить религ. веру моло­дежи.

КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. conflictus - столкновение) — стол­кновение религ. индивидов и групп по поводу различных пози­ций в вопросах вероучения, религ. деятельности и правил построения религ. орг-ции. К. р. может выли­ваться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религ. вражды, к-рая связана с фанатизмом религ. и во мн. случаях выливалась в вой­ны религ. К. р. может возникать внутри объединения, конфессии, направления, религии и между раз­личными конфессиями, направле­ниями, религиями. При определен­ных условиях К. р. становился формой выражения клас, сослов­ных, межэтнич. противоречий, противоборства гос-в. Соц.-политич. конфликты, в к-рых важную роль играет религ. фактор, иногда называют социорелигиозными. Многочисл. примеры К. р. и со-циорелигиозных зафиксированы в истории всех религий. Эти конф­ликты выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в ре­лиг. войнах, в религ.-политич. движениях и т. д.

КОНФОРМИЗМ   РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. conformis - подобный, сообразный, согласный) - под­чинение религ. взглядов, ценно­стной ориентации, мнений, пове­дения индивида взглядам, ценно­стным ориентациям, мнениям, ка­нонам, нормам, авторитетам, доминирующим в определенной религ. группе или в об-ве. К. р. достигается под влиянием груп­пового давления. В качестве сти­мулов  К.  р.  выступают религ. послушание, боязнь оказаться в изоляции, стремление избежать внутригруп. конфликта, желание получить более высокий статус в религ. орг-ции и т. д. Степень конформности зависит от типа религиозности, возраста верую­щих, действенности системы ре­лиг. контроля и т. д. В противо­положность К. р. нонконформизм(англ. nonconformist - несоглас­ный) - это неподчинение религ. взглядов, ценностных установок, поведения верующего взглядам, догмам и авторитетам, господст­вующим в данной религ. группе или в об-ве. Нонконформизм нередко выливался в антидогматизм и антиавторитаризм.

КОНФУЦИАНСТВО - филос.-этич. учение мыслителя Др. Китая Кон­фуция (Кун-цзы) и его последо­вателей, превратившееся на рубе­же н. э. в религию. Источник К. -„Лунь-юй („Беседы и сужде­ния ) , написанные последовате­лями Конфуция (6 в. до н. э.). К. отразило взгляды и интересы феод, чиновничества, стремивше­гося предохранить об-во от соц. потрясений. Целью К. являлось воспитание народа в духе уваже­ния существующих порядков. Со­гласно К., в об-ве действует закон „жень , ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать „ли - нормы обществ, поведения, традиц. обря­ды, поступать согласно своему обществ, положению. К. оправды­вало власть „благородных над простым народом. С превращени­ем К. в религию Конфуций был обожествлен. К. отличается от мн. религий отсутствием жречества, мистич. элементов и сводится к строгому выполнению предписан­ных обрядов. Осн. содержание культа К. - сложившееся еще до К. почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички „чжу , перед к-рыми расставляются жертвопри­ношения и совершаются обряды. К. с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделе­нии людей на низших и выс­ших  по  воле  неба использовалось господств, классами Китая для порабощения трудящихся масс.

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы, Кун-чжун-ни; 551-479 до н. э.) - др.-кит. философ и педагог, основополож­ник конфуцианства. В своем уче­нии К. почти не затрагивал вопро­сов космогонии и сравнительно мало внимания уделял таким по­нятиям, как духи и загробная жизнь, хотя и считал небо высш. духовной определяющей силой, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. В центре его фил ос. и этич. построений находились проблемы человека, его умственного и ду­ховного облика, его места и роли в мире и об-ве. По К., судьба чело­века, как и все в мире, определя­ется небом, поэтому деление лю­дей на „благородных и „низких , „вышестоящих и „нижестоящих не может быть изменено: „Госу­дарь должен быть государем, под­данный - подданным, отец - отцом, сын — сыном . Эта идея, несомненно, выражала стремление сохранить существующий поря­док. Вместе с тем К. разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы), благородного мужа, к-рым становятся не благодаря происхождению или обществ, по­ложению, а в результате достиже­ния высоких нравств. качеств: гуманности, справедливости, вер­ности, искренности, сыновней почтительности. Идеи К. сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпечаток на все сторо­ны жизни страны.

КОПЕРНИК Николай (1473-1543) - польск. астроном и мыс­литель. Начав с попыток усовер­шенствовать канонизированную церковью геоцентрич. систему ми­ра, изложенную в „Альмагесте Птолемея (см. Геоцентризм), К. постепенно пришел к утвержде­нию новой, гелиоцентрич. системы мира, согласно к-рой Солнце зани­мает центр, положение, а Земля является одной из планет, обра­щающихся вокруг Солнца, и вра­щается вокруг своей оси (см. Гелиоцентризм). Учение К. нанесло удар по самым основам религ. мировоззрения. Устранялась противоположность земного и не­бесного, законы природы оказы­вались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными че-ловеч. познанию, не оставалось места церк. легенде о сотворении мира богом. В 1616 книга К. „Об обращениях небесных сфер (опубликована в 1543) была вне­сена в „Индексзапрещенных книг и оставалась под запретом до 1828. Учение К. рассматривалось церковью как ересь.

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - христ. церковь монофизит. толка (см. Монофизитство), возникшая в 3 в. в Египте. С 6 в. возглавляется патриархом. Под влиянием араб, завоевателей христианство К. ц. приобрело нек-рые черты ислама: последователи К. ц. молятся, по­вернувшись к востоку, при входе в церковь снимают обувь, но ос­таются в головном уборе и т. д. К. ц. имеет свои храмы, монасты­ри, школы. Копты-египтяне, сто­ронники К. ц., живут гл. обр. в городах АРЕ.

КОРАН (араб, „аль-кур'ан — чтение, декламация) - гл. св. книга мусульман. По учению исла­ма, К. не сотворен, существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, к-рый частями в виде откровения передал К. пророку Мухаммеду через ангела Джебраиля. К. - наиболее крупное произ­ведение араб, прозы 7 в. Согласно преданию, составление и редакти­рование К. начато под наблюдени­ем первых араб, халифов, с при­влечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Установле­ние канонич. текста К., происхо­дившее в Халифате в обстановке острой политич. и религ. борьбы, сопровождалось уничтожением противоречивших ему списков, хотя есть данные, что разные спис­ки К. существовали еще в 9-10 вв. Текст К., принятый за канониче­ский в суннизме, в шиизме счита­ется неполным. В К. 114 сур (глав) разной длины, от 286 аятов („зна­мений ) во 2-й главе до 3-6 аятов в последних главах. 1-я сура „Фатиха („Открывающая ) носит ха­рактер молитвы, в ней 6 аятов, как и в 114-й суре. Хронологич. повествоват. и смысловая после­довательность   между   главами, а часто и аятами в К. отсутствует. Попытки хронологич. расположе­ния глав и аятов предпринимались с 15 в., но больших результатов не дали. Наиболее старые тексты К. по языку и стилю близки за­клинаниям и проклятиям др.-араб. жрецов и прорицателей. Часть из них отражает существенные для периода   возникновения   ислама настроения и проповеди эсхатологич. характера, содержит красоч­ные картины страшного суда, ада, рая.  Значительны в К. влияния христ. и иуд. мифологии. В К. из­ложено учение о пророках Ал­лаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библ. пророки и пат­риархи Нух (Ной), Ибрахим (Ав­раам)   и  др.  Иса  ибн  Мариам (Иисус, сын Марии) в К. - послан­ник  Аллаха, непосредств. пред­шественник Мухаммеда, но он не „единосущ с богом. „Аллах - только единый бог (4, 163). Мифологич. характер носят расска­зы К. о происхождении и уст­ройстве мира, сотворении челове­ка и т. п., в к-рых много противо­речий, как и в учении о свободе воли: то К. утверждает, что у лю­дей „нет свободного выбора (28, 68), то допускает возможность их самостоят, действий, хотя тут же грозит им божеств, карой. Можно проследить в К. влияние фоль­клора др.-араб. племен и др. наро­дов. Большое место в К. занимают положения соц.-правового харак­тера; не случайно к. называет себя „арабским судебником (13, 37). Как книга, составленная в период установления   раннефеод.   об-ва, К. клеймит нек-рые обычаи перво-бытнообщин. строя, напр, крово­смесительство; торговля названа в нем „божьим путем , но ростов­щичество, взимание лихвы (риба) осуждено. В этом, как и в установ­лении налога - закята, - в К. от­разились   интересы   демократич. слоев. Но в целом К. защищает частнособственнич.      отношения, имущественное и соц. неравенст­во, рабство, приниженное положение женщины. Из К. исходят Сунна и шариат. Необходимость пояснения К. вызвала к жизни схоластич. дисциплину тефсир. Пе­реводы К. на вост. языки появи­лись в 10-11 вв. в связи с распро­странением ислама. С араб, ориги­нала К. переведен на рус. язык Г. С. Саблуковым (издавался в Казани в 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковским (1963).

КОРИБАНТЫ (греч.) - жрецы бо­гини Кибелы.

„КОРМЧАЯ КНИГА - см. „Но­моканон .

КОРНИ РЕЛИГИИ - совокупность факторов, создающих необходи­мость и возможность возникнове­ния и воспроизводства религии. Различают соц., гносеологич. и психологич. корни. Соц. К. р. - это те материальные и идеологич. обществ, отношения, к-рые гос­подствуют над людьми в их пов­седневной жизни. Решающую роль в соц. детерминации играют ма­териальные условия, экономич. корни, являющиеся „первопричи­ной (Ф. Энгельс). Вместе с тем политика, гос-во, право, мораль и пр. оказывают на религию вторич­ное воздействие. В системе соц. К. р. важны также историч. связи, т. к. религия - результат развития об-ва в целом, его отд. элементов, а также результат саморазвития. Она имеет историч. корни. К числу соц. К. р. относятся и структурно-функциональные связи: в общеста-экономич. формациях определен­ных типов религия выполняет ряд функций. Действие стихийных, не­контролируемых сил, господст­вующих над людьми, составляет существ, черту обществ, процесса во всех докоммунистич. формаци­ях. В антагонистич. формациях имеются клас. К. р. При социализ­ме соц. К. р. подорваны, однако еще существуют факторы, способ­ствующие ее сохранению. Гно­сеологич. К. р. (греч. gnosis - знание) — моменты познават. деятельности, делающие возмож­ным возникновение превратно отражающих действительность религ.   представлений,   понятий, идей, мифов. Гносеологич. К. р. и идеализма являются „прямо­линейность и односторонность, де-ревянность и окостенелость, субъ­ективизм и субъективная слепо­та (В. И. Ленин, ППС, т. 29, с. 322). Человеч. познание есть диалектич. процесс перехода от незнания к знанию, но познание не идет по прямой линии. Метафи­зичность, субъективизм, абсолю­тизация отд. граней познават. про­цесса ведут к искаженному вос­приятию действительности. Воз­можность появления религ. обра­зов содержится уже в чувственном созерцании и в представлении. Возможность отлета сознания от действительности существует и на ступени рационального познания. Если общее субьективистски, ме­тафизически отрывается от еди­ничного и особенного, если игно­рируется диалектика формирова­ния общего понятия, то возникает тенденция „найти носителя обще­го определения, превратить общее в самостоят, существо. Гносеоло­гич. возможности возникновения религии превращаются в действи­тельность лишь при наличии соц. К. р. Психологич. (греч. psyche - душа, жизнь, logos - учение) К. р.-это состояния, процессы, механиз­мы обществ., груп. и индивид, психологии, к-рыс создают благо­приятную психологич. почву вос­производства и усвоения религи­озности - Различают индивид.-психологич. и обществ.-психологич. К. р. К первым относят личное страдание и горе, страх смерти, переживание одиночества и т. д. Обществ.-психологич. К. р. - это феномены психологии групп и об-ва: потребность в общении, обществ, мнение, коллективные и массовые страхи и страдания, ме­ханизмы негативизма и контагиоз-ности, сообщения, внушения, под­ражания, традиции, обычаи и пр. Питательную почву религиозности составляют неосознанные психич. процессы - индивидуальные и групповые. Неосознанный процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное, готовое. В усло­виях антагонистич. формаций пси­хологич. К. р. - это гл. обр. те напряженные  состояния  масс и индивидов, к-рые вызваны стихий­ностью соц. процесса, эксплуата­цией, соц. придавленностью и т. д. При социализме вместе с социаль­ными подрываются и психологич. К. р.

КОСМОГОНИЯ (от греч. kosmos - Вселенная, мир и goneia — рожде­ние) - область астрономии, в к-рой изучаются проблемы происхожде­ния и развития космич. тел и их систем: звездных скоплений, звезд, галактик, планет Солнеч­ной системы и т. д. В качестве важнейших разделов включает в себя планетную К., звездную К. и галактич. К. Проблемы К. чрез­вычайно важны для выработки науч. мировоззрения и критики религии, к-рая с давних времен дает свою фантастич., искаженную картину мира. Первые космого-нич. представления о развитии не­бесных тел были высказаны ан-тичн. философами 4-1 вв. до н. э. (Левкипп, Демокрит, Лукреций). Затем наступил многовековой пе­риод господства богословия, ког­да преобладала религ. т. зр. о сот­ворении мира богом. В 17 в. франц. философ Р. Декарт показал несостоятельность концепций сот­ворения мира богом и предложил гипотезу об образовании всех не­бесных тел как результате вихре­вого движения мельчайших частиц материи. Науч. фундамент планет­ной К. заложил И. Ньютон, к-рый обратил внимание на закономер­ности движения планет. В 1755 И. Кант предложил гипотезу воз­никновения Солнечной системы на основе действия механич. сил притяжения и отталкивания. Обоб­щив астрономич. открытия В. Гершеля, в 1796 П. Лаплас выдвинул гипотезу происхождения Солнеч­ной системы, сходную с кантовской. Однако в 19 в. выявились трудности, к-рые гипотеза Канта - Лапласа преодолеть на уровне тех знаний не могла. Были выдви­нуты др. гипотезы, в части., Дж. Джинса, об образовании планет под влиянием притяжения про­летавшей поблизости от Солнца массивной звезды. Однако вероят­ность такого события чрезвычайно мала, и в наст. вр. в К. на уровне новых знаний (теория нолей, кор­пускулярное излучение и т. д.) происходит возврат к идеям Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянного вещества (напр., гипотезы О. Шмидта, Я. Хойла, А. Камерона, Э. Шацмана). В звезд­ной К. большинством исследова­телей разделяется идея образова­ния звезд путем сгущения рассеян­ного туманного вещества, выясне­ны конкр. ядерные реакции, обес­печивающие излучение звезд. Га­лактич. К. делает только первые шаги, проводится классификация галактик и их скоплений, изучают­ся эволюционные изменения звезд и газовой составляющей галактик, их химич. состава, природа началь­ных возмущений, к-рые привели к распаду расширяющегося газа Метагалактики на отд. сгущения, исследуются мощные взрывы, происходящие в квазарах и ядрах активных галактик, и др. Совр. К. развивается, опираясь на большое количество фактов, охватываю­щих самые различные свойства небесных тел и свидетельствую­щих о закономерном, естеств. характере эволюции вечной Все­ленной, в к-рой нет места для сверхъестеств. сил.

КОСМОЛОГИЯ (от греч. kosmos - космос, Вселенная, мир и logia - учение) - учение о Вселенной как едином целом, основанное на ре­зультатах исследований наиболее общих свойств (однородности, изотропности, расширения) той ее части, к-рая доступна астрономич. наблюдениям. Теоретич. фунда­мент К. составляют осн. физич. теории (общая теория относитель­ности, теория поля и др.), эмпирич. основу - внегалактич. астроно­мия. Общие выводы К. имеют важ­ное общенауч. и филос. значение. Первые космологич. представле­ния зародились в глубокой древ­ности и были характерной сост. частью различных верований и мифов. Науч. форму космологич. воззрения приобретают в концеп­циях античных филос. школ Демо­крита, Пифагора, Аристотеля (5-4 вв. до н. э.). Первая математич. модель Вселенной - геоцентрич. система мира (см. Геоцентризм) была предложена во 2 в. н. э. и объясняла все  известные  тогда астрономич.   явления.   В   16  в. Н. Коперником была предложена гелиоцентрич. система мира (см. Гелиоцентризм), враждебно встре­ченная христ. теологией. Возник­новение совр. К. связано с созда­нием релятивист, теории тяготе­ния (А. Эйнштейн, 1916) и возни­кновением внегалактич. астроно­мии (20-е гг. 20 в.). Большое вни­мание  было  уделено  изучению геометрии  Вселенной   (кривизна пространства - времени, возмож­ная   замкнутость пространства). В работах А. Фридмана (1922-24) было показано, что искривленное пространство не может быть ста­ционарным, что оно должно рас­ширяться или сжиматься. В ре­зультате   в   центр  исследований встали проблемы механики Все­ленной и ее „возраста (длитель­ности расширения). В наст. вр. выдвинуты модели „горячей Все­ленной (Г. Гамов) и осн. внима­ние переносится на физику Вселен­ной, изучаются состояние вещест­ва и физич. процессы, происходя­щие на различных стадиях расши­рения Вселенной, в т. ч. и на наибо­лее ранних, когда ее состояние было очень необычным. Наряду с законом тяготения большое вни­мание уделяется законам термо­динамики, данным ядерной физи­ки и физики элементарных частиц. Как и во всякой развивающейся науке, в К. есть свои нерешенные проблемы. В части., совр. К. не дает достаточно удовлетворитель­ного объяснения количеств, преоб­ладания в Солнечной системе и, вероятно, в пределах Галактики вещества над антивеществом, в то время как, согласно филос. пред­ставлениям, они совершенно рав­ноправны. Недостаточно еще раз­работаны вопросы топологии про­странства  -  времени,  нет  еще убедительной теории возникнове­ния звезд и галактик (см. Космо­гония) .   Философы-идеалисты   и совр. богословы пытаются спеку­лировать на этих нерешенных про­блемах. Однако история, логика развития космологич. представле­ний убедительно показывает, что Вселенная развивается на основе естеств. законов и не зависит от к.-л. сверхъестеств. сил.

КОСМОС - см. Вселенная.

КОСТЕЛ (польск. kościơl) - польск. название; а) католич. хра­ма; б) церкви как религ. орг-ции.

КОТИС, Котито - фракийская бо­гиня, родственная малоазийской Кибеле. Культ К. получил рас­пространение и в Др. Греции, в ее честь устраивались оргии, назы­вавшиеся котиттиями.

КОЩУНСТВО - в правосл. церкви и законодательстве царской Рос­сии наименование, наряду с бо­гохульством, одного из видов преступлении против религ. веры. Уложением о наказаниях К. опре­делено как „язвительные насмеш­ки, доказывающие явное неуваже­ние к правилам или обрядам церк­ви православной или вообще хрис­тианской . К К. относилось и „грубое выражение мнения о та­ких предметах православного ве­рования, святости коих по своей вере обвиняемый не признает . За К. виновные приговаривались к тюремному заключению.

КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939) - сов. парт, и гос. деятель. С 1919 по 1924 К. был редактором журнала „Революция и церковь , в к-ром выступал со статьями, разъясняющими сущ­ность декрета „Об отделении церк­ви от государства и школы от церкви . К. был одним из руково­дителей Союза воинств, безбожни­ков СССР, редактировал теоретич. журнал „Воинствующий атеизм .

КРЕАЦИАНИЗМ (от лат. creatio - сотворение и anima - душа) - направление в христ.-богосл. уче­нии о душе. Сторонники К. (напр., совр. неотомисты) полагают, что душу бог соединяет с телом чело­века в момент рождения, каждый раз создавая ее из ничего. Сторон­ники же противоположного на­правления - традуцианизма (Тертуллиан, Лотер) — находят, что душа дана богом человеку (Ада­му) лишь при его сотворении, а далее передается (лат. traduco - передаю) от отца детям при за­чатии.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio - сотворение) — религ. учение о творении мира богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе. В Библии „творческий акт , в те­чение к-рого богом создается вся живая и неживая природа, длится всего 6 дней. К. длительное время являлся основой антинауч. пред­ставлений во всех областях зна­ний. Сокрушит, удар по К. был на­несен теорией Ч. Дарвина. Данные совр. науки убедительно показы­вают абсолют, несостоятельность К. Однако и в наст. вр. в модер­низированных формах К. исполь­зуется теологией для обоснования религ. картины мира. Таковыми являются религ.-филос. концепции „непрерывно продолжающегося творения , „обновления сотворен­ного в процессе формирующей деятельности духа , различные виталистич. теории („эмерджентной эволюции , „первичной активно­сти и др.).

КРЕДО (лат. credo - верую)  - 1)   символ веры в католицизме; 2)                                                 взгляды, убеждения, основы мировоззрения (филос. К., политич. К. и т. д.) .

КРЕСТ - св. символ в христиан­стве, предмет религ. почитания в православии и католицизме. По христ. версии, на К. был рас­пят Иисус Христос, что и явилось основанием для превращения из­ображения этого орудия казни в религ. символ. В действитель­ности, как свидетельствуют науч. данные, К. почитался в дохрист. культах. Его изображения обнару­жены при археология, раскопках в разных районах земного шара, в части, в Юж. Америке, Новой Зеландии. Установлено, что он служил объектом поклонения др. народов как символ огня, к-рый первоначально добывался путем трения двух перекрещивающихся палочек, символ солнца и вечной жизни. В раннем христианстве почитание „языч. символа отвер­галось. Лишь в 4 в., после того как мать римск. императора Кон­стантина Елена, совершая палом­ничество в Палестину, якобы на­шла К., на к-ром был распят Христос, в христианстве вводится официальное его почитание. Изоб­ражения же Иисуса распятым на К. впервые встречаются в 8 в. В разных христ. течениях почита­ются разные К.: у католиков - четырехконечные, у православ­ных - четырех-, шести-, восьмико­нечные, у старообрядцев - вось­миконечные. Этот разнобой дока­зывает несостоятельность утверж­дений о находке Елены, ибо если бы ею действительно был обнару­жен К., бывший орудием казни Иисуса, то св. символом у всех христиан стала бы точная его копия. Установлено и то, что прес­тупников в Др. Риме казнили не на К., а на столбе с перекладиной. Т. о., христ. версия не выдержива­ет критики. Научные данные под­тверждают вывод о заимствовании христианами почитания К. из др. культов. Это, в части., является причиной того, что в нек-рых христ. течениях отвергается культ К. (баптисты, адвентисты, др. протест, церкви).

КРЕСТИНЫ - 1)совершение христ. обряда крещения; 2) семей­ное торжество по поводу креще­ния. К. наложились на народную традицию отмечать рождение ре­бенка (родины) . Как религ. обряд К. уживались с поверьями и предо­хранительными ритуалами, являв­шимися пережитками родовых культов. В СССР и др. социалистич. странах в противовес К. в наст. вр. широко внедряется безрелиг. об­ряд имянаречения.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - в хрис­тианстве изображение креста ру­кой. В православии - тремя паль­цами, складывая большой, указа­тельный и средний (старообрядцы признают только двоеперстие), а в католицизме - всей ладонью.

КРЕСТНЫЙ ХОД - торжеств, шествие с хоругвями, иконами и др. святынями в правосл. церкви. К. х. делятся на обычные и чрез­вычайные. К первым относятся К. х. вокруг церкви на пасху, К. х. в праздник богоявления для освящения воды, К. х. в честь местных святынь и др. Чрезвы­чайные К. х. проводятся церковью в особо важных случаях.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - захватнич. походы зап.-европ. феодалов в  11-13 вв., проходившие под прикрытием религ. лозунгов (ос­вобождение „гроба господня и „святой земли - Палестины - из-под власти „неверных , „защи­та католицизма и т. д.). Идейн. вдохновителем и непосредствен­ным организатором К. п. высту­пило папство, стремившееся для упрочения и расширения влияния католич. церкви разжечь религ. фанатизм,  добиться  подчинения Риму правосл. церквей. В К. п. на Восток приняли участие предста­вители различных классов феод, об-ва, преследовавшие при этом неодинаковые цели. Мелкое ры­царство     открыто    стремилось к грабежу развитых в экономич. отношении стран Востока, к захва­ту новых земель и крепостных. Этого же добивались и нек-рые крупные    феодалы,   принявшие участие в К. п. Североитал. го­рода   -  Генуя,  Венеция,  Пиза, сыгравшие большую роль в орга­низации К. п., рассчитывали вос­становить    непосредств.    связи с вост. побережьем Средиземного моря,   захватив   у   сельджуков Сирию и Палестину, и вытеснить из вост. торговли своего конку­рента - Византию. В первых К. п. принимало участие также кресть­янство, видевшее в походах на Восток  средство избавления от феод, гнета, получения земли и свободы.   Политич.   обстановка, сложившаяся на Востоке в кон. 11 в.  (раздоры между гос-вами сельджуков,   ослабление   Визан­тии) , благоприятствовала началу К. п. Всего было организовано 8 К. п. на Ближний Восток, резуль­татом к-рых явилось создание не­скольких гос-в крестоносцев, про­существовавших до кон.  13 в. К 12-13 вв. относятся К. п. нем. феодалов против славянских и др. народов Прибалтики. Под флагом К. п. папство в 13-15 вв. организовывало также карательные экспедиции для искоренения ере­сей. К. п. позволили католич. церкви значительно расширить свое влияние на новых землях и принесли ей огромные богат­ства.

КРЕСТОНОСЦЫ - участники кре­стовых походов. Название получи­ли от нашитого на их одежду крес­та - символа данного ими обета участвовать в походе.

„КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕР­МАНИИ - работа Ф. Энгельса (J850), явившаяся ярким образ­цом материалистич. анализа историч. явлений. В ней Энгельс впер­вые раскрыл соц.-экономич. при­чины Реформации и Крестьян, войны, клас. сущность происхо­дившей в то время политич. и религ. борьбы, в к-рой нем. бурж. историки-идеалисты усматривали „одни только яростные богослов­ские перебранки (т. 7, с. 359). Энгельс показал, что Крестьян, война была „борьбой классов , и тот факт, что она „протекала тогда под знаком религии... ин­тересы, нужды и требования от­дельных классов скрывались под религиозной оболочкой... нисколь­ко не меняет дела и легко объяс­няется условиями времени (с. 360). В целом Крестьян, вой­на в Германии носила антифеод, характер, поэтому она была на­правлена й против католич. цер­кви, выступавшей „в качестве наиболее общего синтеза и наи­более общей санкции существую­щего феодального строя (с. 361) . При этом каждый из трех больших лагерей, участвовавших в борьбе, преследовал собств. клас. цели. Консервативно-католич. лагерь стремился сохранить существую­щие обществ, порядки и оправды­вающую эти порядки религию. Бюргерско-умеренный лагерь вы­ступал против церк. феодализма и утверждал собств. интересы. Крестьянско-плебейский революц. лагерь требовал гражд. и имуществ. равенства. Оппозиционные католицизму антифеод, силы вна­чале совместно выступали против угнетателей. Однако бюргерский лагерь, напуганный размахом крестьянско-плебейского движе­ния, „стал проповедником про­гресса в рамках закона , объявил восстание делом антибожеским, противным духу евангелия. Если раньше вождь бюргерской ереси Лютер, цитируя Библию, призы­вал с помощью оружия покончить с церк.-феод. господством, то теперь с помощью той же Библии „были санкционированы и кня­жеская власть... и безропотное повиновение, и даже крепостное право (с. 368). Лютеру были чужды идеи вождя плебейского лагеря Т. Мюнцера, понимавшего под царством божьим не что иное, как „общественный строй, в ко­тором больше не будет сущест­вовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособ­ленной, противостоящей членам общества и чуждой им государст­венной власти (с. 371). Неприми­римая противоположность между бюргерским и крестьянско-плебейским лагерем привела в конечном счете Крестьян, войну к пораже­нию. Религ. форма выражения клас. интересов, свойственная, по словам В. И. Ленина, всем наро­дам на известной ступени их историч. развития, являлась свидетель­ством незрелости движения крестьянско-плебейских масс, его огра­ниченности.

КРЕЩЕНИЕ - одно из 7 христ. таинств, к-рое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утвер­ждениям духовенства, в результа­те К. „человек умирает для жизни плотской, греховной и возрожда­ется в жизнь духовную, святую . Ведь, по христ. представлениям, люди рождаются запятнанными первород. грехом прародителей человечества. К. призвано „смыть этот грех, открыть перед ними перспективу спасения. Ритуал К. состоит либо в погружении ново­рожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католи­цизме). В протест, церквах, как правило, крестят уже совершенно­летних. Во всех случаях К. рас­сматривается как акт приобщения человека к христ. религии. Однако истоки его лежат в дохрист. куль­тах. Известно, что водные очистит, обряды совершались во мн. рели­гиях др. мира и были связаны с представлениями первобытн. лю­дей об очистительной силе воды. Обряд водного омовения ново­рожденных возник в христианстве не сразу. По словам Ф. Энгельса, он „является институтом второго периода   христианства    (т.   22, с. 490). К. входит в культовую практику церкви по мере станов­ления и совершенствования христ. обрядности. На протяжении всей истории христ. церкви оно служит средством идейн. и эмоц.-психологич. влияния на верующих, внуше­ния им представлений о собств. слабости   и   ничтожестве   перед богом и др. идей, преследующих цель полного подчинения человека власти религии. Несмотря на то что религиозность в наст. вр. идет на убыль, есть еще немало людей, к-рые крестят детей в церкви. И хотя значит, их часть прибегает к услугам церкви „по традиции , под влиянием религ. родственни­ков, разъяснение идеологич. вреда этого обряда является одной из задач науч.-атеистич. пропаганды. А внедрение в быт новой, социа-листич. обрядности, в т. ч. обрядов, связанных с рождением человека, служит  действенной  предпосыл­кой полного вытеснения К. из нашего быта.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - христ. праздник; в правосл. церкви относится к двунадесятым празд­никам. Отмечается 6(19) января. В основе К. г. лежит еванг. сказа­ние о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крести­телем. Праздник носит и др. наз: вание - богоявление, т. к. во вре­мя крещения Иисуса бог - дух святой будто бы сошел с небес в виде голубя. Установленный во вт. пол. 2 в. праздник К. г. первоначально отмечался 6 янва­ря одновременно с рождеством и богоявлением. Лишь в 4 в. рождество было выделено как отд. праздник, к-рый стал отме­чаться 25 декабря. На Руси празд­ник К. г. совпал по времени с окончанием святочных празднеств др. славян и впитал в себя мн. народные обряды, к-рыми со­провождались святки. Пережитка­ми древнейших поверий, связан­ных с представлениями об очис­тительной силе воды, являются крещенские обряды освящения воды, в части., гл. обряд „велико­го освящения воды на Иордане , к-рый совершался в храме и в про­руби на реке. Идеологич. смысл К. г. заключен в др. названиях праздника: „праздник светов , „праздник просвещения . По уче­нию церкви, именно с крещения Иисус начинает проповедовать, „просвещать народ, озаряя его своим светом. В действительности же К. г. всегда использовалось церковью для закрепления религ. представлений об окружающем мире, о месте человека в об-ве, о его назначении и жизнен, целях.

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ - один из догматов вероучения пятидесят­ников, к-рые придают особое значение девяти н.-з. „пятидесятническим дарам (см. 1 Кор. 12: 8-10). Эти дары могут якобы быть получены каждым верую­щим во время К. д. на т. н. рев-нительных молитв, собраниях, к-рым предшествует длительный и строгий пост. Лицо, испытавшее К. д., по учению пятидесятников, становится равным Христу в сво­их сверхъестеств. способностях и получает вечное блаженство за гробом. Внешним проявлением сошествия духа считается „гово­рение на иноязыках (глоссола­лии) . С т. зр. психиатрии такое „говорение не что иное, как бессмысленные выкрики и бормо­тание в состоянии помрачения сознания, наступающего у верую­щего вследствие исступленной молитвы. Оно сопровождается дрожанием.рук, всего тела и т. п., за что пятидесятников прозвали в народе „трясунами .

„КРЕЩЕНИЕ РУСИ - введение в Др. Руси в кон. 10 в. христиан­ства как гос. религии. Разложение первобытнообщин. строя и воз­никновение клас. об-ва подготови­ли условия для смены др.-славян­ской    религии    христианством, к-рое в его греко-правосл. форме, ввиду тесных связей с Византией, уже в сер. 9 в. получило распрост­ранение среди господств, классов. Но гос. религией оно стало лишь в связи с массовым крещением славян, проведенным в 988-989 князем Владимиром Святослави­чем. Введения христианства требо­вали углубляющиеся политич. контакты Киевской Руси с зап.-европ. странами. В свою очередь, утвердившиеся на Западе христ. церкви были заинтересованы в рас­ширении своего влияния на др. народы. Киевский князь Влади­мир видел в христ. религии сред­ство централизации Древнерус. гос-ва, упрочение его международ, положения, а также укрепление своей собственной власти. Гос-во активно распространяло христиан­ство, используя свою новую идео­логию и церк. opr-цию для укреп­ления феод, строя. Введение хрис­тианства встречало сопротивление народных масс, в 11 в. ряд народ­ных выступлений против феод, эксплуатации приобрел форму антихрист, движений. Утвердив­шись, христианство на протяжении веков выступало тормозом об­ществ, и культурн. прогресса, средством духовного порабоще­ния и угнетения трудящихся.

КРИЗИС РЕЛИГИИ - процесс падения влияния религии, утраты ею контроля над различными сто­ронами жизни об-ва и индивида под воздействием соц. изменений, науч.-технич. прогресса и распро­странения науч. мировоззрения. К. р. обусловлен закономерным ходом обществ, развития. В совр. эпоху он носит глобальный харак­тер; определяется коренными соц. сдвигами, науч.-технич. револю­цией и находит выражение в ос­лаблении религиозности, в паде­нии авторитета религии и ее институтов, в формальном отно­шении большинства верующих к религ. обязанностям. Конкр. социологич. исследования свиде­тельствуют о трансформации обы­денного религ. сознания, размыва­нии традиц. религ. представлений, росте религ. индифферентизма среди  верующих. В стремлении преодолеть К. р. богословы и ду­ховенство прибегают к модерни­зации религии, к пересмотру явно архаических элементов вероуче­ния и культа, к разработке новых соц. доктрин, с помощью к-рых рассчитывают поднять престиж религии в глазах верующих, со­хранить „руководство человеком и об-вом . Стараясь идти „в ногу с веком , они пытаются „согла­совать религ. представления с данными совр. науки. К. р. не прямолинейный процесс. Падение влияния религии тормозится ря­дом объективных и субъективных факторов, в т. ч. активной под­держкой религ. институтов правя­щими классами капиталистич. об-ва, широкой пропагандой рели­гии средствами массовой инфор­мации бурж. стран, стремящимися противодействовать распростране­нию науч.-материалистич. мировоз­зрения. Тем не менее К. р. носит необратимый характер. Особенно глубоко он проявляется в социа-листич. странах, где в результате революц. преобразований оказа­лись подорванными соц. корни религии. Коренные обществ, пе­ремены, использование достиже­ний науч.-технич. революции в ин­тересах трудящихся, широкое распространение знаний, последо­вательно проводимая работа по атеистич. воспитанию способству­ют углублению в этих странах процесса секуляризации, полному вытеснению религии из всех сфер жизни, утверждению господства науч.-материалистич. мировоззре­ния.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТА­НИЯ — объективные показатели результатов атеистич. работы в оп­ределенном регионе или коллек­тиве. Эффективность атеистич. воспитания определяется в целом соотношением затраченных в оп­ределенный промежуток времени усилий и результатов атеистич. воспитат. работы. Результаты ате­истич. воспитания фиксируются в нескольких объективных пока­зателях, к-рые и являются К. э. а. в. К числу таких критериев относятся: во-первых, количеств. показатели, характеризующие уменьшение религиозности в дан­ном регионе или коллективе за определенное время (число лю­дей, полностью порвавших с ре­лигией, число верующих, религи­озность к-рых существенно умень­шилась, и т. п.); во-вторых, количеств. показатели, харак­теризующие рост атеистичности среди населения данного региона ти коллектива за истекший пе-зиод (число мировоззренчески афферентных, ставших убеж­денными атеистами, число пассив­ных атеистов, включившихся в атеистич. пропаганду, и т. п.). Выявление всей совокупности указанных показателей представ­ляет собой сложную задачу, к-рая в полном объеме может быть решена лишь с помощью конкр. социологич. исследований религи­озности и атеистичности населения.

КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ - см. Библейская критика.

„КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАМ­МЫ - произведение К. Маркса (1875), в к-ром сформулированы осн. положения науч. коммуниз­ма - о соц. революции, о переход­ном периоде от капитализма к со­циализму, о революц. диктатуре пролетариата, о двух фазах разви­тия коммунистич. об-ва, о страте­гии и тактике рабочего движения. В работе раскрыта сущность бурж.-идеалистич., метафизич. теорий гос-ва и осуществляемых им де-мократич. принципов. Так, оцени­вая бурж. понимание свободы со­вести, К. Маркс отмечал, что “буржуазная „свобода совести ие представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем позможным видам религиозной свободы совести (т. 19, с. 30). Этим Маркс подчеркнул односто­ронность и ограниченность бурж. трактовки свободы совести, сво­дящейся только к свободе выбора религии, к неограниченной религ. пропаганде. В подобной трактовке свободы совести нашли отражение клас. интересы буржуазии, использующей религию для закрепления Своегоэкономич. и политич. гос­подства.

КРИШНА (санскр., букв. - тем­ный, черный) - один из почитае­мых богов в индуизме, считается 8-м воплощением (аватарой) Виш­ну. В индуистской мифологии представлен в образе мудрого ца­ря-воина и божеств, пастуха. В „Махабхарате К. - одна из важней­ших фигур в борьбе за власть 2 царских родов — Пандавов и Кауравов. Бог-пастух предстает как идеал красоты и мастер чарую­щей игры на свирели. Его любовь к пастушке Радхе стала одним из любимых сюжетов инд. лирики, а эпизоды жизни К. отражены в ар­хитектуре, скульптуре, живописи.

КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд. - Алсион, р. 1895 или 1897) - инд. религ. мыслитель и деятель, полу­чивший образование в Англии. Посвятил жизнь пропаганде своих идей в Зап. Европе и США. До 1929 был тесно связан с Теософским обществом (см. Теософия), к-рое объявило его мессией. Создал уче­ние о достижении „подлинной сво­боды на путях отрицания любых религ. и рационалистич. систем, к-рые мешают „познать истину . Последняя может быть обнаруже­на только интуитивно личностью, освобожденной от влияния лож­ных символов, с помощью любви, преобразующей мир, к-рый явля­ется внешней проекцией наших внутренних состояний. Учение К.-крайний субъективный идеализм (близкий к экзистенциализму и интуитивизму), перемешанный с традициями инд. религ. мысли.

КРОНОС, Крон - др.-греч. боже­ство, младший сын Урана (Неба) и Геи (Земли), один из титанов. Изображался в виде бородатого старца с серпом в руке.

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842—1921) — рус. мелкобурж. революционер, один из теорети­ков анархизма, ученый-географ, сторонник философии позити­визма. Взгляды К. характеризу­ются механистич. и метафизич. пониманием обществ, явлений, вульгарно-натуралистич. их ис­толкованием. Важное место в обо­сновании разработанной им сие-темы „анархического комму­низма занимают моральные про­блемы. Отрицая божеств, проис­хождение категорий нравствен­ности, К выводил их из поведе­ния животных. „Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека , „понятия о „доброде­тели и „пороке - понятия зоо­логические... (Этика. М., 1922, т. 1, с. 19, 38). Понятие о зле имеет своим первонач. источни­ком естеств. отбор, истребление слабых сильными, представления о добре человек выводит, наблю­дая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть „зачатки нравственной совести .

КРУПСКАЯ Надежда Константи­новна (1869-1939) - сов. гос. и парт, деятель, жена, друг и со­ратник В. И. Ленина. Педагог-марксист К. тесно увязывала вопросы воспитания и образова­ния с задачами построения коммунистич. об-ва, рассматривая их в диалектич. единстве, с учетом всего комплекса воспитат. мер. Уделяя огромное внимание фор­мированию науч.-материалистич. мировоззрения масс, К. отводила значит, место атеистич. воспита­нию сов. граждан, требуя соблю­дать в этом деле последователь­ность и такт. В работах „Задачи атеистической пропаганды , „Роль искусства в религиозном и атеис­тическом воспитании , „Об анти­религиозном воспитании в школе и др. К. раскрыла марксист, пони­мание сущности религии, показала значение искусства в атеистич. воспитании, призывала использо­вать все науч. силы и культурн. кадры для популяризации естест­вознания и его достижений.

КСАВЬЕ (Ксавёрий) Франсуа (1506-1552) - иезуит, соратник Лойолы. По поручению папы Пав­ла III и португ. короля предпри­нял миссионерское путешествие по странам Вост. и Юж. Азии. Католич. церковь провозгласила К. святым.

КСЕНДЗ - польск. наименование священнослужителя католич. церкви.

КСЕНОФАН Колофонский (ок. 570-480 до н. э.) - ранний пред­ставитель др.-греч. антирелиг. свободомыслия, философ и поэт. В пантеистичесхи окрашенной философии К. сильны материа-листич. и диалектич. тенденции. Мир, по К., не создан богом. Од­ним из первых К. демифологи­зировал картину мира, дав при­родным явлениям естеств. объя­снение. К. считал, что боги выду­маны людьми по их собств. об­разу.

КТИТОР (греч. ktitōr - строитель, создатель, владелец) - в Византии и на Руси лицо, построившее на свои средства правосл. храм или сменившее его внутр. убранство. К. приобретал право распоря­жаться частью доходов от храма и даже передавать это право по наследству, пользовался он и др. привилегиями. С 17-18 вв. К. стали нередко называть церк. старост, в обязанность к-рых входили сбор средств для цер­кви, забота о ее благоустройстве и т. д.

КУББА - см. Мазар.

КУДРЯВЦЕВ (Кудрявцев-Плато­нов) Виктор Дмитриевич (1828-1891) - рус. философ-идеалист. Считая материю и дух проявлени­ем бога как высш. творческой причины, К. называл разработан­ное им учение системой транс­цендентального монизма. Религ.-филос. концепция К. не выходит за рамки теизма и по этой при­чине популярна в среде совр. бого­словов.

КУЗЕН Виктор (1792-1867) - франц. философ-идеалист, эклек­тик. Задачу философии К. видел в критич. отборе с помощью „здравого смысла истин, к-рые уже высказаны прежними фило­софами. К. считал бога творцом Вселенной, признавал существо­вание потустороннего мира, при­зывал к примирению философии и религии.

КУЛЬТ РАЗУМА - см. Разума культ.

КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. cultus — почитание)   - вид религ. деятельности, практически-духов­ного освоения мира. Объектом яв­ляются   осознаваемые  в  форме религ. образов силы, господствую­щие над людьми в их повседнев­ной жизни. Содержание, значение и смысл К. р. придают соответст­вующие религ. верования, догма­ты, идеи, мифы. Различают 2 осн. разновидности   К.   р.   -  магию (колдовство)  и умилостивитель­ный (пропициальный) культ. Воз­никнув в первобытн. об-ве, магия впоследствии   стала   элементом всех религий клас. об-ва. Умилос­тивительный культ обращен к духу или богу. Субъектом культовой деятельности может быть религ. группа или верующий индивид. Религ. группа как субъект К. р. неоднородна:   состоит   из   лиц, осуществляющих руководство - шаман, жрец, священник, пастор, раввин,   мулла,   проповедник  и т. д., - и большой группы лиц, действующих под их руководст­вом. Средствами К. р. являются храм, молитв, дом, религ. искус­ство    (архитектура,    живопись, скульптура, музыка), различные предметы   (крест,   свечи,   церк. утварь, священнические облачения и т. д.) . На основе религ. взглядов складываются определенные нор­мы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Средства и способы  культовой практики имеют символич. значение. К эле­ментарным культовым актам от­носятся поклоны, коленопрекло­нение,   падение   ниц,   склонение головы, сложение рук, крестное знамение и т. д. Более сложными являются жертвоприношения, об­ряды, проповедь, молитва, бого­служение, праздники и пр. Резуль­татом культовой деятельности яв­ляется удовлетворение потребнос­тей религ. Во время отправления К. р. под влиянием религ. искусст­ва могут удовлетворяться и эсте-тич. потребности. К. р. находится во взаимодействии с др. элемента­ми религии.

КУЛЬТ СВЯТЫХ - см. Святых культ.

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ. С марк­сист, т. зр. культура есть совокуп­ность способов и приемов человеч. деятельности (как материальной, так и духовной), объективирован­ных в предметных, материальных носителях (средствах труда, зна­ках) и передаваемых с помощью этих носителей новым поколени­ям. Культура представляет собой диалектич. единство 2 компонен­тов: объективного (предметного) и субъективного   (личностного). Это единство реализуется в про­цессе     человеч.     деятельности. В клас. об-ве духовная культура носит клас. характер, ибо идеи, представления, нормы, ценности и идеалы, формирующиеся в ус­ловиях   клас.  антагонизмов,  не могут быть одинаковы у предста­вителей   различных   классов.   В культуре каждой нации в услови­ях капитализма наряду с культу­рой господств, класса имеются эле­менты демократич. и социалистич. культуры. Религия является эле­ментом человеч. культуры, преж­де  всего  духовной.  Она  пред­ставляет собой особую систему духовной   деятельности   людей, специфика к-рой определяется ее направленностью на сверхъестеств., т. е. иллюзорные, объекты. Рели­гия, как и духовная культура в целом,   предполагает  объектива­цию верований с помощью мате­риальных действий, знаков и сим­волов, образующих систему религ. культа. Культура включает в себя 2 вида деятельности: репродуктив­ную, воспроизводящую, копирую­щую уже достигнутое, и творче­скую, созидающую нечто новое и оригинальное. Религия связана в основном с репродуктивным эле­ментом духовной культуры. Пре­тендуя на абсолют, истину, рели­гия декларирует вечность и неиз­менность своих догматов. В опре­деленных     историч.     условиях (напр., в эпоху феодализма) рели­гия становится доминантой в сфе­ре духовной культуры. Все сферы обществ, сознания в этих услови­ях черпают свой материал в значит, мере из религ. источников, а в сис­теме ценностей культуры религ. ценности занимают высш., приви­легированное место. Однако, какпоказали исследования сов. уче­ных, даже в эпоху феодализма духовная культура не сводится к офиц. христ. культуре, насаждае­мой церковью. Наряду с ней в средние века существовала и на­родная культура, к-рая не только отличалась от церковной, но и в нек-рых своих проявлениях была прямо враждебна ей. Такова, напр., народная смеховая культура сред­невековья (рус. скоморохи и др.). В процессе исследования роли ре­лигии в истории культуры встает вопрос о том, что составляло и составляет ядро религии, ее сущ­ность, а что — лишь сопутствую­щие элементы. Вполне очевидно, что монастыри в Европе в средние века были центрами духовной культуры, хранителями рукопи­сей, что искусство на протяжении столетий развивалось под покро­вительством и надзором церкви и т. п. Однако во всех этих случа­ях речь идет о нерелиг. функциях религ. институтов, а не о ядре ре­лигии - вере в сверхъестествен­ное. Следовательно, подобные факты не дают оснований для вывода о благотворном якобы воздействии религии на развитие культуры. Не следует забывать, что религ. вера направляла помыс­лы и побуждения людей в сторону иллюзорного потустороннего ми­ра, оправдывала и освящала все существующее как „установление божье и тем самым препятство­вала поискам нового в жизни и культуре, тормозила обществ, прогресс.

КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЯ ветвь бурж. антропологии филос. (Э. Ротхаккер, М. Ландман и др.). К. усматривает свою задачу в пост­роении теории человека как твор­ца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущ­ности в конкр.-историч. многооб­разии культур, стремится в анали­зе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, ис­торию, социологию и теологию. Типологич. метод, провозглашае­мый М. Ландманом (р. 1913), представляет собой не столько систематизацию фактов, сколько спекулятивно-метафизич. построе­ние, отрицающее соц. природу человека, подменяющее история. развитие гетерогенными идеаль­ными типами ценностных ориента­ции. Историко-культурн. изменчи­вость сущности человека оказы­вается в К. чисто количеств, вариа­циями извечной природы челове­ка - абстракт, деятельности, рас­сматриваемой как некий „прафеномен человеч. мира. Деятель­ность сводится в К. лишь к духов­ной деятельности, ставится в за­висимость от иррациональной си­туации (судьбы), что открывает дорогу теологич. истолкованию че­ловека.

„КУЛЬТУРКАМПФ (нем. Kulturkampf - борьба за культуру) - название, к-рое дали в 70-х гг. 19 в. бурж. либералы мероприя­тиям пр-ва О. Бисмарка, направ­ленным против католич. церкви, поддерживавшей сепаратист, анти­прус, тенденции господств, слоев мелких и средних гос-в Юго-Зап. Германии. Были приняты законы, по к-рым духовенство лишалось права надзора за начальными шко­лами, иезуиты изгонялись из Гер­мании, ограничивались права цер­кви в отношении наказания верующих, был введен гражд. брак и др. В. И. Ленин отмечал, что Бисмарк „только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо деле­ний политических, отвлек внима­ние некоторых слоев рабочего класса и демократии от насущных задач классовой и революционной борьбы в сторону самого поверх­ностного и буржуазно-лживого ан­тиклерикализма (т. 17, с. 416-417). В 80-х гг., стараясь объеди­нить все силы реакции против революц. рабочего движения, Бисмарк отменил почти все антицерк. законы. В силе остались лишь законы о гражд. браке и изгнании иезуитов.

КУМИРНЯ - см. Капище.

КУМРАНИТЫ - члены религ. об­щины, существовавшей во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. в районе Кумрана на берегу Мертвого моря (совр. Иордания). К. исповедовали иудаизм, но не признавали власти первосвященников, свою общину называли Новый союз (имея в ви­ду союз с богом), а себя - „сына­ми света , „нищими , „простеца­ми . К. верили, что наступит ре­шающая схватка „сынов света с „сынами тьмы - и зло будет побеждено. В ожидании этого К. жили замкнутой общиной. Они ввели общность имущества, сов­местный труд, осуждали рабство. Чтобы попасть в общину, нужно было пройти через испытания. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина: во главе стоя­ли жрецы: „младшие члены (т. е.. еще не прошедшие всех испытаний) подчинялись „старшим . Основа­телем общины считался некий „учитель праведности , к-рый умер, преследуемый „нечестивым жрецом '. К. верили, что он вернет­ся на землю. К. были частью дви­жения эссенов. Община К. была уничтожена во время восстания против римлян (66-73). Идеоло­гия К. оказала определенное влия­ние на формирование раннего христианства.

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ - ру­кописи, обнаруженные в пещерах в местности Вади-Кумран в районе Мертвого моря в Иордании. Пер­вые находки относятся к 1947. К наст. вр. открыто ок. 40 тыс. фрагментов, гл. обр. на др.-евр. и арамейск. языках. Рукописи при­надлежали религ. группе, не при­знававшей ортодокс, иудаизма, жившей в этом районе во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. (см. Кумраниты). К. р. можно условно разделить на 3 группы: тексты Ветхого завета на др.-евр. языке, а также в переводе на греч. и арамёйск.; в.-з. апокрифы на др.-евр. и арамёйск. языках; соч. собствен­но кумранитов. К. р. содержат разные версии в.-з. книг, в т. ч. и не совпадающие с канонич. (масоретским) текстом. Мн. тек­сты тождественны тем, к-рые по­служили оригиналом для Септуагинты - перевода Библии на греч. язык. Из в.-з. апокрифов обнару­жены фрагменты Бен-Сиры, книги Товит, фрагменты книги Еноха на др.-евр. и арамёйск. языках (до этого были известны только фраг­менты на греч. и переводы на ста-рославян. и эфиопский языки), „завещания отд. патриархов и др. К произведениям самих кумра­нитов относятся Устав общины, Свиток войны, Свиток гимнов, комментарии на пророчества и ряд др. В Уставе речь идет о целях общины, порядке приема членов, их обязанностях. Проводится идея о борьбе царства света и праведно­сти с царством тьмы и зла. В Свит­ке войны изображена последняя схватка между ними. Коммента­рии расшифровывают пророчест­ва, к-рые, по мнению кумранитов, содержатся в Библии, о судьбе их общины. В комментарии к Ав­вакуму упоминается основатель общины, „учитель праведности , к-рого преследовал „нечестивый жрец . Нек-рые исследователи склонны видеть в „учителе пра­ведности прообраз Иисуса Христа.

КУНОВ Генрих (1862-1936) - нем. историк религии, этнограф, социолог, представитель правого крыла герм, социал-демократии. Популяризатор отд. положений марксист, атеизма. Работы К. по истории религии в 20-е гг. занима­ли видное место в религиоведе­нии и были переведены И. И. Скворцовым-Степановым („Тео­логическая или этнологическая история религии? , 1910, в пере­работке Скворцова-Степанова под названием „Происхождение на­шего бога . М., 1919; послед­нее изд. - М., 1958; „Возникно­вение религии и веры в бога . 4-е изд. М.-Л., 1925). Опираясь на этнографич. материал, К. про­следил эволюцию религии на ранних ступенях развития челове­чества.

КУПАЛО, КУПАЛА - олицетворе­ние отмечавшегося с глубокой древности мн. народами Европы (в т. ч. и славянами) праздника, связанного с летним солнцеворо­том. Христианство приспособило праздник к своей культовой прак­тике, связав с рождеством Иоан­на Крестителя (24 июня по ст. ст.) В итоге народные массы широко отмечали день Ивана Купалы, сохранивший многое из прежней языч. обрядности, напр., пры­ганье через костры, бросанье в воду венков и др. В наст. вр. ку­пальский праздник, утративший свой релит, смысл, но сохранив­ший ряд народных обрядовых элементов, отмечается как празд­ник лета и молодежи в нек-рых районах СССР, напр, на Украине, в Латвии (где он называется лито).

КУПЕР Томас (1759-1839) - англо-америк. философ-материа­лист, врач, химик, экономист и политич. деятель. Во время Франц. революции был связан с якобин­цами, за что власти обвинили его в измене. Переселился в США, где примыкал к демократия, партии Джефферсона. В своих трудах за­щищал материализм, отрицал религ. догматы, выступал против примирения науки и религии, ра­зоблачал библейские мифы. Вы­ступал за отделение школы от церкви.

КУПИДОН - см. Эрот.

КУРБАН-БАЙРАМ (араб.-турецк.-праздник жертвоприношения) - один из г-л. ежегодных религ. праздников у мусульман. Отме­чается 10-го числа месяца зу-л-хиджжа (12-го месяца мусульм. лунного календаря). Ислам пред­писывает верующим в день К.-б. принести кровавую жертву: зако­лоть овцу или барана, быка, коро­ву или верблюда. К.-б. был вос­принят мусульманами от др. ара­бов, приносивших кровавые жерт­вы богам, чтобы они даровали людям благополучие, рост пого­ловья скота, обильные урожаи и т. д. В СССР мн. мусульмане не верят в достоверность легенд, свя­занных с жертвоприношением, от­казываются выполнять это (и мн. другие) предписание ислама. Стре­мясь сохранить влияние религии на таких людей, служители культа говорят о возможности замены кровавой жертвы внесением в кас­су мечети стоимости шкуры жи­вотного.

КУРИЯ РИМСКАЯ - церк. пр-во в Ватикане, состоящее из различ­ного рода конгрегации (департа­ментов, министерств), создава­лось на протяжении 16 в. До этого времени адм. делами церкви управляла папская канцелярия. Гл. министерством К. р. явля­ется статс-секретариат, глава к-рого, обычно кардинал, выпол­няет функции премьер-министра и министра иностр. дел. Долж­ность статс-секретаря была уста­новлена Иннокентием XII в 1692. К. р. неоднократно подвергалась реорганизации, последний раз - Павлом VI (апостолическая кон­ституция „Regimini Ecclesiae Uni-versale от 15 августа 1967). В наст. вр. К. р. состоит из статс-секретариата, 9 конгрегации, 3 трибуналов, 3 секретариатов, соз­данных после II Ватикан. со­бора, — по единству христиан, по связям с нехрист. религи­ями и по делам неверующих, Совета по делам мирян, ко­миссий — „Справедливость и мир и по делам России (Руссикум), финансовых служб - Префектура по экономим, делам св. пресюла (министерство финансов) и Управ­ление собственности апостолич. престола, управления гос-вом - городом Ватикан и различных др. служб. Осн. департаменты воз­главляются кардинальскими ко­миссиями во главе с префектом или президентом. В состав К. р. входят кардинальская коллегия и синод католич. церкви. В их адм. аппарате работает ок. 3 тыс. чело­век, в основном духовные лица. Офиц. язык К. р. - латинский, рабочий — итальянский.

КУРОЧКИН Павел Константино­вич (1925-1981) - сов. ученый в области науч. атеизма, с 1977 - директор Института научного ате­изма АОН при ЦК КПСС. Специа­лизировался по проблемам эволю­ции и модернизации русского православия в социалистам, об­ществе, а также по вопросам нравств., гуманистич. содержания науч. атеизма и его роли в форми­ровании научно-материалистич. мировоззрения. Осн. работы: „Православие и гуманизм (1962); „Эволюция современного русско­го православия (1971); „Научно-атеистическое воспитание в систе­ме идеологической работы (1980).

КУЩИ - см. Суккот.

КШАТРИИ (от санскр. кшатрия - власть) - в Др. Индии сословие (варна) воинов и вождей, зани­мавшее 2-е место после Варны жрецов - брахманов. Как и брах­маны, К. считались дважды рож­денными. В религ. обязанности К. входило охранять народ, совер­шать жертвоприношения и изучать веды. К. разрешалось также зани­маться адм.-управленч. и т. п. дея­тельностью.

КЬЕРКЕГОР Серен (1813-1855)-дат. теолог и философ-иррационалист, один из основоположни­ков экзистенциализма. К. считал, что личность обретает себя в боге. На пути к богу человек проходит 3 стадии познания своего сущест­вования: эстетическую, этическую и религиозную. Бессмысленность мира рождает в человеке страх и отчаяние. К. отвергал попытки найти опору как во внешнем мире, так и во внутр. мире чело­века. В своем отчаянии человек должен полностью предаться воле бога. К. порицал офиц. христиан­ство за измену христ. истине и рационализацию веры, порабощаю­щую и деморализующую личность. Религ. субъективизм и иррациона­лизм К. оказали влияние на христ. теологию 20 в., в первую очередь на К. Барта и диалектич. теологию.

КЮВЬЕ Жорж (1769-1832) - франц. биолог, основоположник сравнит, анатомии и палеонтоло­гии. Объективно работы К. по выделению типов животных на ос­нове сходства их строения, откры­тие им законов корреляции орга­нов, их функций и установление факта различия фауны на Земле в разные эпохи свидетельствовали о развитии животного мира. Одна­ко сам К. отвергал идею естеств. развития и пытался объяснить це­лесообразность строения живот­ных разумностью божеств, творца, смену фауны - катастрофами, подобными всемирн. потопу. Не­состоятельность объяснений К. выявлена Ч. Дарвином и Ч. Лайелем.

КЮРЕ (от лат. curare - заботить­ся) — священник, возглавляю­щий религ. округ, общину като­лич. церкви в нек-рых странах Зап. Европы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ИСТ - ИШТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛО­ВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ­ВАХ — религиозно-пропаганд. центр в США. Основан и возглав­ляется ярым антикоммунистом Благославом Хрубы. Выпускает периодич. издание „Религия в стра­нах с коммунистическим вл...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...