КОН - КЮР
Понятия и определения - Атеистический словарь |
КОНТА Василе (1845-1882) - румынск. философ-материалист, атеист. Материалистич. и атеистич. выводы К. делал на основе данных естествознания, в части. - учения Ч. Дарвина. Человеч. познават. способности К. считал неисчерпаемыми, как неисчерпаема сама действительность. Истинность знания проверяется практикой, понимаемой К. как лабораторный эксперимент и индивидуальный опыт. В объяснении обществ, явлений К. стоял на идеалистич. позициях. Причины возникновения религии он видел в невежестве первобытн. людей и их страхе перед природными стихиями.
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ И ЦЕРКОВЬ. Контрреволюция - это борьба реакц. сил против революции, революц. классов, а также против созданного ими обществ, и гос. строя с целью реставрации старого обществ.-политич. устройства. Истории известны феод. К., боровшаяся против бурж. революций и утверждения бурж. строя; бурж. и бурж.-помещичья К., яростно выступающие против социалистич. революций,, создаваемого ими социалистич. строя. Ц. в прошлом, как правило, выступала на стороне К., являясь ее опорой. Верхушка церк. иерархии принадлежала к эксплуатат. классам, да и сама Ц., поддерживаемая феод, или бурж. гос-вом, к-рое пользовалось ею для духовного порабощения масс, являлась крупным собственником и угнетателем народа. В борьбе против Великой Октябрьской социалистич. революции Ц выступила как контрреволюц. сила. Поместный собор 193 7-1918 гг. ориентировал Ц. на контрреволюц. деятельность. В годы гражд. войны значит, часть духовенства во главе с патриархом Рус. правосл. церкви участвовала в контрреволюц. заговорах, находилась в лагере белогвардейцев, создавая спец. отряды для борьбы против Сов. республики. Позже мн. церковники выступали против коллективизации и индустриализации страны. В совр. эпоху гл. между народ, контрреволюц. силой выступают амер. империализм и созданные им военно-политич. блоки (НАТО и др.). В своей борьбе против ведущей революц. силы — мир. системы социализма, международ, ком-мунистич. и рабочего движения, нац.-освободит. движения — он стремится активно использовать религию и Ц.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - феод.-католич. реакция, возглавляемая папством, направленная против Реформации. Гл. орудия К. — инквизиция, монаш. ордены, курия римск. В 1540 было создано „Общество Иисуса (орден иезуитов), задачей к-рого стало искоренение свободомыслия. В основу программы К. легли решения Тридентского собора (1545-1563), к-рый утвердил непререкаемый авторитет папы римск., введение строжайшей цензуры, издание ,,Индекса запрещенных книг . Всякое отклонение от догматов и канонов, утвержденных собором, считалось ересью. Практиковалось массовое истребление протестантов (см., напр., Варфоломеевская ночь). Католич. реакция продолжалась св. двух столетий. В результате развязанных церковью религ. войн мн. города Германии, Чехии, Дании были превращены в руины.
КОНФЕССИОНАЛИЗМ (лат. сопfessionalis - вероисповедный) - образ мыслей и поступков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания, в противоположность индифференгизму религ., нигилизму и критицизму.
КОНФЕССИЯ (лат. confessio - признание, исповедание) - то же, что вероисповедание.
КОНФИРМАЦИЯ (от лат. confirmatio - укрепление, упрочение) - 1) в католич. церкви - таинство миропомазания, совершаемое епископом в торжеств, обстановке над детьми 7-12 лет; 2) в протестантизме - публичный акт, символизирующий достижение молодыми людьми церк. совершеннолетия (14-16 лет) и сознат. выражение ими веры в Иисуса Христа, а также включение их в состав религ. об-ва. Как у католиков, так и у протестантов К. преследует цель укрепить религ. веру молодежи.
КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. conflictus - столкновение) — столкновение религ. индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религ. деятельности и правил построения религ. орг-ции. К. р. может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религ. вражды, к-рая связана с фанатизмом религ. и во мн. случаях выливалась в войны религ. К. р. может возникать внутри объединения, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях К. р. становился формой выражения клас, сословных, межэтнич. противоречий, противоборства гос-в. Соц.-политич. конфликты, в к-рых важную роль играет религ. фактор, иногда называют социорелигиозными. Многочисл. примеры К. р. и со-циорелигиозных зафиксированы в истории всех религий. Эти конфликты выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в религ. войнах, в религ.-политич. движениях и т. д.
КОНФОРМИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. conformis - подобный, сообразный, согласный) - подчинение религ. взглядов, ценностной ориентации, мнений, поведения индивида взглядам, ценностным ориентациям, мнениям, канонам, нормам, авторитетам, доминирующим в определенной религ. группе или в об-ве. К. р. достигается под влиянием группового давления. В качестве стимулов К. р. выступают религ. послушание, боязнь оказаться в изоляции, стремление избежать внутригруп. конфликта, желание получить более высокий статус в религ. орг-ции и т. д. Степень конформности зависит от типа религиозности, возраста верующих, действенности системы религ. контроля и т. д. В противоположность К. р. нонконформизм(англ. nonconformist - несогласный) - это неподчинение религ. взглядов, ценностных установок, поведения верующего взглядам, догмам и авторитетам, господствующим в данной религ. группе или в об-ве. Нонконформизм нередко выливался в антидогматизм и антиавторитаризм.
КОНФУЦИАНСТВО - филос.-этич. учение мыслителя Др. Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник К. -„Лунь-юй („Беседы и суждения ) , написанные последователями Конфуция (6 в. до н. э.). К. отразило взгляды и интересы феод, чиновничества, стремившегося предохранить об-во от соц. потрясений. Целью К. являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно К., в об-ве действует закон „жень , ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать „ли - нормы обществ, поведения, традиц. обряды, поступать согласно своему обществ, положению. К. оправдывало власть „благородных над простым народом. С превращением К. в религию Конфуций был обожествлен. К. отличается от мн. религий отсутствием жречества, мистич. элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Осн. содержание культа К. - сложившееся еще до К. почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички „чжу , перед к-рыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. К. с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделении людей на низших и высших по воле неба использовалось господств, классами Китая для порабощения трудящихся масс.
КОНФУЦИЙ (Кун-цзы, Кун-чжун-ни; 551-479 до н. э.) - др.-кит. философ и педагог, основоположник конфуцианства. В своем учении К. почти не затрагивал вопросов космогонии и сравнительно мало внимания уделял таким понятиям, как духи и загробная жизнь, хотя и считал небо высш. духовной определяющей силой, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. В центре его фил ос. и этич. построений находились проблемы человека, его умственного и духовного облика, его места и роли в мире и об-ве. По К., судьба человека, как и все в мире, определяется небом, поэтому деление людей на „благородных и „низких , „вышестоящих и „нижестоящих не может быть изменено: „Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын — сыном . Эта идея, несомненно, выражала стремление сохранить существующий порядок. Вместе с тем К. разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы), благородного мужа, к-рым становятся не благодаря происхождению или обществ, положению, а в результате достижения высоких нравств. качеств: гуманности, справедливости, верности, искренности, сыновней почтительности. Идеи К. сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпечаток на все стороны жизни страны.
КОПЕРНИК Николай (1473-1543) - польск. астроном и мыслитель. Начав с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентрич. систему мира, изложенную в „Альмагесте Птолемея (см. Геоцентризм), К. постепенно пришел к утверждению новой, гелиоцентрич. системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр, положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси (см. Гелиоцентризм). Учение К. нанесло удар по самым основам религ. мировоззрения. Устранялась противоположность земного и небесного, законы природы оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными че-ловеч. познанию, не оставалось места церк. легенде о сотворении мира богом. В 1616 книга К. „Об обращениях небесных сфер (опубликована в 1543) была внесена в „Индексзапрещенных книг и оставалась под запретом до 1828. Учение К. рассматривалось церковью как ересь.
КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - христ. церковь монофизит. толка (см. Монофизитство), возникшая в 3 в. в Египте. С 6 в. возглавляется патриархом. Под влиянием араб, завоевателей христианство К. ц. приобрело нек-рые черты ислама: последователи К. ц. молятся, повернувшись к востоку, при входе в церковь снимают обувь, но остаются в головном уборе и т. д. К. ц. имеет свои храмы, монастыри, школы. Копты-египтяне, сторонники К. ц., живут гл. обр. в городах АРЕ.
КОРАН (араб, „аль-кур'ан — чтение, декламация) - гл. св. книга мусульман. По учению ислама, К. не сотворен, существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, к-рый частями в виде откровения передал К. пророку Мухаммеду через ангела Джебраиля. К. - наиболее крупное произведение араб, прозы 7 в. Согласно преданию, составление и редактирование К. начато под наблюдением первых араб, халифов, с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Установление канонич. текста К., происходившее в Халифате в обстановке острой политич. и религ. борьбы, сопровождалось уничтожением противоречивших ему списков, хотя есть данные, что разные списки К. существовали еще в 9-10 вв. Текст К., принятый за канонический в суннизме, в шиизме считается неполным. В К. 114 сур (глав) разной длины, от 286 аятов („знамений ) во 2-й главе до 3-6 аятов в последних главах. 1-я сура „Фатиха („Открывающая ) носит характер молитвы, в ней 6 аятов, как и в 114-й суре. Хронологич. повествоват. и смысловая последовательность между главами, а часто и аятами в К. отсутствует. Попытки хронологич. расположения глав и аятов предпринимались с 15 в., но больших результатов не дали. Наиболее старые тексты К. по языку и стилю близки заклинаниям и проклятиям др.-араб. жрецов и прорицателей. Часть из них отражает существенные для периода возникновения ислама настроения и проповеди эсхатологич. характера, содержит красочные картины страшного суда, ада, рая. Значительны в К. влияния христ. и иуд. мифологии. В К. изложено учение о пророках Аллаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библ. пророки и патриархи Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и др. Иса ибн Мариам (Иисус, сын Марии) в К. - посланник Аллаха, непосредств. предшественник Мухаммеда, но он не „единосущ с богом. „Аллах - только единый бог (4, 163). Мифологич. характер носят рассказы К. о происхождении и устройстве мира, сотворении человека и т. п., в к-рых много противоречий, как и в учении о свободе воли: то К. утверждает, что у людей „нет свободного выбора (28, 68), то допускает возможность их самостоят, действий, хотя тут же грозит им божеств, карой. Можно проследить в К. влияние фольклора др.-араб. племен и др. народов. Большое место в К. занимают положения соц.-правового характера; не случайно к. называет себя „арабским судебником (13, 37). Как книга, составленная в период установления раннефеод. об-ва, К. клеймит нек-рые обычаи перво-бытнообщин. строя, напр, кровосмесительство; торговля названа в нем „божьим путем , но ростовщичество, взимание лихвы (риба) осуждено. В этом, как и в установлении налога - закята, - в К. отразились интересы демократич. слоев. Но в целом К. защищает частнособственнич. отношения, имущественное и соц. неравенство, рабство, приниженное положение женщины. Из К. исходят Сунна и шариат. Необходимость пояснения К. вызвала к жизни схоластич. дисциплину тефсир. Переводы К. на вост. языки появились в 10-11 вв. в связи с распространением ислама. С араб, оригинала К. переведен на рус. язык Г. С. Саблуковым (издавался в Казани в 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковским (1963).
КОРИБАНТЫ (греч.) - жрецы богини Кибелы.
„КОРМЧАЯ КНИГА - см. „Номоканон .
КОРНИ РЕЛИГИИ - совокупность факторов, создающих необходимость и возможность возникновения и воспроизводства религии. Различают соц., гносеологич. и психологич. корни. Соц. К. р. - это те материальные и идеологич. обществ, отношения, к-рые господствуют над людьми в их повседневной жизни. Решающую роль в соц. детерминации играют материальные условия, экономич. корни, являющиеся „первопричиной (Ф. Энгельс). Вместе с тем политика, гос-во, право, мораль и пр. оказывают на религию вторичное воздействие. В системе соц. К. р. важны также историч. связи, т. к. религия - результат развития об-ва в целом, его отд. элементов, а также результат саморазвития. Она имеет историч. корни. К числу соц. К. р. относятся и структурно-функциональные связи: в общеста-экономич. формациях определенных типов религия выполняет ряд функций. Действие стихийных, неконтролируемых сил, господствующих над людьми, составляет существ, черту обществ, процесса во всех докоммунистич. формациях. В антагонистич. формациях имеются клас. К. р. При социализме соц. К. р. подорваны, однако еще существуют факторы, способствующие ее сохранению. Гносеологич. К. р. (греч. gnosis - знание) — моменты познават. деятельности, делающие возможным возникновение превратно отражающих действительность религ. представлений, понятий, идей, мифов. Гносеологич. К. р. и идеализма являются „прямолинейность и односторонность, де-ревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота (В. И. Ленин, ППС, т. 29, с. 322). Человеч. познание есть диалектич. процесс перехода от незнания к знанию, но познание не идет по прямой линии. Метафизичность, субъективизм, абсолютизация отд. граней познават. процесса ведут к искаженному восприятию действительности. Возможность появления религ. образов содержится уже в чувственном созерцании и в представлении. Возможность отлета сознания от действительности существует и на ступени рационального познания. Если общее субьективистски, метафизически отрывается от единичного и особенного, если игнорируется диалектика формирования общего понятия, то возникает тенденция „найти носителя общего определения, превратить общее в самостоят, существо. Гносеологич. возможности возникновения религии превращаются в действительность лишь при наличии соц. К. р. Психологич. (греч. psyche - душа, жизнь, logos - учение) К. р.-это состояния, процессы, механизмы обществ., груп. и индивид, психологии, к-рыс создают благоприятную психологич. почву воспроизводства и усвоения религиозности - Различают индивид.-психологич. и обществ.-психологич. К. р. К первым относят личное страдание и горе, страх смерти, переживание одиночества и т. д. Обществ.-психологич. К. р. - это феномены психологии групп и об-ва: потребность в общении, обществ, мнение, коллективные и массовые страхи и страдания, механизмы негативизма и контагиоз-ности, сообщения, внушения, подражания, традиции, обычаи и пр. Питательную почву религиозности составляют неосознанные психич. процессы - индивидуальные и групповые. Неосознанный процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное, готовое. В условиях антагонистич. формаций психологич. К. р. - это гл. обр. те напряженные состояния масс и индивидов, к-рые вызваны стихийностью соц. процесса, эксплуатацией, соц. придавленностью и т. д. При социализме вместе с социальными подрываются и психологич. К. р.
КОСМОГОНИЯ (от греч. kosmos - Вселенная, мир и goneia — рождение) - область астрономии, в к-рой изучаются проблемы происхождения и развития космич. тел и их систем: звездных скоплений, звезд, галактик, планет Солнечной системы и т. д. В качестве важнейших разделов включает в себя планетную К., звездную К. и галактич. К. Проблемы К. чрезвычайно важны для выработки науч. мировоззрения и критики религии, к-рая с давних времен дает свою фантастич., искаженную картину мира. Первые космого-нич. представления о развитии небесных тел были высказаны ан-тичн. философами 4-1 вв. до н. э. (Левкипп, Демокрит, Лукреций). Затем наступил многовековой период господства богословия, когда преобладала религ. т. зр. о сотворении мира богом. В 17 в. франц. философ Р. Декарт показал несостоятельность концепций сотворения мира богом и предложил гипотезу об образовании всех небесных тел как результате вихревого движения мельчайших частиц материи. Науч. фундамент планетной К. заложил И. Ньютон, к-рый обратил внимание на закономерности движения планет. В 1755 И. Кант предложил гипотезу возникновения Солнечной системы на основе действия механич. сил притяжения и отталкивания. Обобщив астрономич. открытия В. Гершеля, в 1796 П. Лаплас выдвинул гипотезу происхождения Солнечной системы, сходную с кантовской. Однако в 19 в. выявились трудности, к-рые гипотеза Канта - Лапласа преодолеть на уровне тех знаний не могла. Были выдвинуты др. гипотезы, в части., Дж. Джинса, об образовании планет под влиянием притяжения пролетавшей поблизости от Солнца массивной звезды. Однако вероятность такого события чрезвычайно мала, и в наст. вр. в К. на уровне новых знаний (теория нолей, корпускулярное излучение и т. д.) происходит возврат к идеям Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянного вещества (напр., гипотезы О. Шмидта, Я. Хойла, А. Камерона, Э. Шацмана). В звездной К. большинством исследователей разделяется идея образования звезд путем сгущения рассеянного туманного вещества, выяснены конкр. ядерные реакции, обеспечивающие излучение звезд. Галактич. К. делает только первые шаги, проводится классификация галактик и их скоплений, изучаются эволюционные изменения звезд и газовой составляющей галактик, их химич. состава, природа начальных возмущений, к-рые привели к распаду расширяющегося газа Метагалактики на отд. сгущения, исследуются мощные взрывы, происходящие в квазарах и ядрах активных галактик, и др. Совр. К. развивается, опираясь на большое количество фактов, охватывающих самые различные свойства небесных тел и свидетельствующих о закономерном, естеств. характере эволюции вечной Вселенной, в к-рой нет места для сверхъестеств. сил.
КОСМОЛОГИЯ (от греч. kosmos - космос, Вселенная, мир и logia - учение) - учение о Вселенной как едином целом, основанное на результатах исследований наиболее общих свойств (однородности, изотропности, расширения) той ее части, к-рая доступна астрономич. наблюдениям. Теоретич. фундамент К. составляют осн. физич. теории (общая теория относительности, теория поля и др.), эмпирич. основу - внегалактич. астрономия. Общие выводы К. имеют важное общенауч. и филос. значение. Первые космологич. представления зародились в глубокой древности и были характерной сост. частью различных верований и мифов. Науч. форму космологич. воззрения приобретают в концепциях античных филос. школ Демокрита, Пифагора, Аристотеля (5-4 вв. до н. э.). Первая математич. модель Вселенной - геоцентрич. система мира (см. Геоцентризм) была предложена во 2 в. н. э. и объясняла все известные тогда астрономич. явления. В 16 в. Н. Коперником была предложена гелиоцентрич. система мира (см. Гелиоцентризм), враждебно встреченная христ. теологией. Возникновение совр. К. связано с созданием релятивист, теории тяготения (А. Эйнштейн, 1916) и возникновением внегалактич. астрономии (20-е гг. 20 в.). Большое внимание было уделено изучению геометрии Вселенной (кривизна пространства - времени, возможная замкнутость пространства). В работах А. Фридмана (1922-24) было показано, что искривленное пространство не может быть стационарным, что оно должно расширяться или сжиматься. В результате в центр исследований встали проблемы механики Вселенной и ее „возраста (длительности расширения). В наст. вр. выдвинуты модели „горячей Вселенной (Г. Гамов) и осн. внимание переносится на физику Вселенной, изучаются состояние вещества и физич. процессы, происходящие на различных стадиях расширения Вселенной, в т. ч. и на наиболее ранних, когда ее состояние было очень необычным. Наряду с законом тяготения большое внимание уделяется законам термодинамики, данным ядерной физики и физики элементарных частиц. Как и во всякой развивающейся науке, в К. есть свои нерешенные проблемы. В части., совр. К. не дает достаточно удовлетворительного объяснения количеств, преобладания в Солнечной системе и, вероятно, в пределах Галактики вещества над антивеществом, в то время как, согласно филос. представлениям, они совершенно равноправны. Недостаточно еще разработаны вопросы топологии пространства - времени, нет еще убедительной теории возникновения звезд и галактик (см. Космогония) . Философы-идеалисты и совр. богословы пытаются спекулировать на этих нерешенных проблемах. Однако история, логика развития космологич. представлений убедительно показывает, что Вселенная развивается на основе естеств. законов и не зависит от к.-л. сверхъестеств. сил.
КОСМОС - см. Вселенная.
КОСТЕЛ (польск. kościơl) - польск. название; а) католич. храма; б) церкви как религ. орг-ции.
КОТИС, Котито - фракийская богиня, родственная малоазийской Кибеле. Культ К. получил распространение и в Др. Греции, в ее честь устраивались оргии, называвшиеся котиттиями.
КОЩУНСТВО - в правосл. церкви и законодательстве царской России наименование, наряду с богохульством, одного из видов преступлении против религ. веры. Уложением о наказаниях К. определено как „язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной или вообще христианской . К К. относилось и „грубое выражение мнения о таких предметах православного верования, святости коих по своей вере обвиняемый не признает . За К. виновные приговаривались к тюремному заключению.
КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939) - сов. парт, и гос. деятель. С 1919 по 1924 К. был редактором журнала „Революция и церковь , в к-ром выступал со статьями, разъясняющими сущность декрета „Об отделении церкви от государства и школы от церкви . К. был одним из руководителей Союза воинств, безбожников СССР, редактировал теоретич. журнал „Воинствующий атеизм .
КРЕАЦИАНИЗМ (от лат. creatio - сотворение и anima - душа) - направление в христ.-богосл. учении о душе. Сторонники К. (напр., совр. неотомисты) полагают, что душу бог соединяет с телом человека в момент рождения, каждый раз создавая ее из ничего. Сторонники же противоположного направления - традуцианизма (Тертуллиан, Лотер) — находят, что душа дана богом человеку (Адаму) лишь при его сотворении, а далее передается (лат. traduco - передаю) от отца детям при зачатии.
КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio - сотворение) — религ. учение о творении мира богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе. В Библии „творческий акт , в течение к-рого богом создается вся живая и неживая природа, длится всего 6 дней. К. длительное время являлся основой антинауч. представлений во всех областях знаний. Сокрушит, удар по К. был нанесен теорией Ч. Дарвина. Данные совр. науки убедительно показывают абсолют, несостоятельность К. Однако и в наст. вр. в модернизированных формах К. используется теологией для обоснования религ. картины мира. Таковыми являются религ.-филос. концепции „непрерывно продолжающегося творения , „обновления сотворенного в процессе формирующей деятельности духа , различные виталистич. теории („эмерджентной эволюции , „первичной активности и др.).
КРЕДО (лат. credo - верую) - 1) символ веры в католицизме; 2) взгляды, убеждения, основы мировоззрения (филос. К., политич. К. и т. д.) .
КРЕСТ - св. символ в христианстве, предмет религ. почитания в православии и католицизме. По христ. версии, на К. был распят Иисус Христос, что и явилось основанием для превращения изображения этого орудия казни в религ. символ. В действительности, как свидетельствуют науч. данные, К. почитался в дохрист. культах. Его изображения обнаружены при археология, раскопках в разных районах земного шара, в части, в Юж. Америке, Новой Зеландии. Установлено, что он служил объектом поклонения др. народов как символ огня, к-рый первоначально добывался путем трения двух перекрещивающихся палочек, символ солнца и вечной жизни. В раннем христианстве почитание „языч. символа отвергалось. Лишь в 4 в., после того как мать римск. императора Константина Елена, совершая паломничество в Палестину, якобы нашла К., на к-ром был распят Христос, в христианстве вводится официальное его почитание. Изображения же Иисуса распятым на К. впервые встречаются в 8 в. В разных христ. течениях почитаются разные К.: у католиков - четырехконечные, у православных - четырех-, шести-, восьмиконечные, у старообрядцев - восьмиконечные. Этот разнобой доказывает несостоятельность утверждений о находке Елены, ибо если бы ею действительно был обнаружен К., бывший орудием казни Иисуса, то св. символом у всех христиан стала бы точная его копия. Установлено и то, что преступников в Др. Риме казнили не на К., а на столбе с перекладиной. Т. о., христ. версия не выдерживает критики. Научные данные подтверждают вывод о заимствовании христианами почитания К. из др. культов. Это, в части., является причиной того, что в нек-рых христ. течениях отвергается культ К. (баптисты, адвентисты, др. протест, церкви).
КРЕСТИНЫ - 1)совершение христ. обряда крещения; 2) семейное торжество по поводу крещения. К. наложились на народную традицию отмечать рождение ребенка (родины) . Как религ. обряд К. уживались с поверьями и предохранительными ритуалами, являвшимися пережитками родовых культов. В СССР и др. социалистич. странах в противовес К. в наст. вр. широко внедряется безрелиг. обряд имянаречения.
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - в христианстве изображение креста рукой. В православии - тремя пальцами, складывая большой, указательный и средний (старообрядцы признают только двоеперстие), а в католицизме - всей ладонью.
КРЕСТНЫЙ ХОД - торжеств, шествие с хоругвями, иконами и др. святынями в правосл. церкви. К. х. делятся на обычные и чрезвычайные. К первым относятся К. х. вокруг церкви на пасху, К. х. в праздник богоявления для освящения воды, К. х. в честь местных святынь и др. Чрезвычайные К. х. проводятся церковью в особо важных случаях.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - захватнич. походы зап.-европ. феодалов в 11-13 вв., проходившие под прикрытием религ. лозунгов (освобождение „гроба господня и „святой земли - Палестины - из-под власти „неверных , „защита католицизма и т. д.). Идейн. вдохновителем и непосредственным организатором К. п. выступило папство, стремившееся для упрочения и расширения влияния католич. церкви разжечь религ. фанатизм, добиться подчинения Риму правосл. церквей. В К. п. на Восток приняли участие представители различных классов феод, об-ва, преследовавшие при этом неодинаковые цели. Мелкое рыцарство открыто стремилось к грабежу развитых в экономич. отношении стран Востока, к захвату новых земель и крепостных. Этого же добивались и нек-рые крупные феодалы, принявшие участие в К. п. Североитал. города - Генуя, Венеция, Пиза, сыгравшие большую роль в организации К. п., рассчитывали восстановить непосредств. связи с вост. побережьем Средиземного моря, захватив у сельджуков Сирию и Палестину, и вытеснить из вост. торговли своего конкурента - Византию. В первых К. п. принимало участие также крестьянство, видевшее в походах на Восток средство избавления от феод, гнета, получения земли и свободы. Политич. обстановка, сложившаяся на Востоке в кон. 11 в. (раздоры между гос-вами сельджуков, ослабление Византии) , благоприятствовала началу К. п. Всего было организовано 8 К. п. на Ближний Восток, результатом к-рых явилось создание нескольких гос-в крестоносцев, просуществовавших до кон. 13 в. К 12-13 вв. относятся К. п. нем. феодалов против славянских и др. народов Прибалтики. Под флагом К. п. папство в 13-15 вв. организовывало также карательные экспедиции для искоренения ересей. К. п. позволили католич. церкви значительно расширить свое влияние на новых землях и принесли ей огромные богатства.
КРЕСТОНОСЦЫ - участники крестовых походов. Название получили от нашитого на их одежду креста - символа данного ими обета участвовать в походе.
„КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ - работа Ф. Энгельса (J850), явившаяся ярким образцом материалистич. анализа историч. явлений. В ней Энгельс впервые раскрыл соц.-экономич. причины Реформации и Крестьян, войны, клас. сущность происходившей в то время политич. и религ. борьбы, в к-рой нем. бурж. историки-идеалисты усматривали „одни только яростные богословские перебранки (т. 7, с. 359). Энгельс показал, что Крестьян, война была „борьбой классов , и тот факт, что она „протекала тогда под знаком религии... интересы, нужды и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой... нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени (с. 360). В целом Крестьян, война в Германии носила антифеод, характер, поэтому она была направлена й против католич. церкви, выступавшей „в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя (с. 361) . При этом каждый из трех больших лагерей, участвовавших в борьбе, преследовал собств. клас. цели. Консервативно-католич. лагерь стремился сохранить существующие обществ, порядки и оправдывающую эти порядки религию. Бюргерско-умеренный лагерь выступал против церк. феодализма и утверждал собств. интересы. Крестьянско-плебейский революц. лагерь требовал гражд. и имуществ. равенства. Оппозиционные католицизму антифеод, силы вначале совместно выступали против угнетателей. Однако бюргерский лагерь, напуганный размахом крестьянско-плебейского движения, „стал проповедником прогресса в рамках закона , объявил восстание делом антибожеским, противным духу евангелия. Если раньше вождь бюргерской ереси Лютер, цитируя Библию, призывал с помощью оружия покончить с церк.-феод. господством, то теперь с помощью той же Библии „были санкционированы и княжеская власть... и безропотное повиновение, и даже крепостное право (с. 368). Лютеру были чужды идеи вождя плебейского лагеря Т. Мюнцера, понимавшего под царством божьим не что иное, как „общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти (с. 371). Непримиримая противоположность между бюргерским и крестьянско-плебейским лагерем привела в конечном счете Крестьян, войну к поражению. Религ. форма выражения клас. интересов, свойственная, по словам В. И. Ленина, всем народам на известной ступени их историч. развития, являлась свидетельством незрелости движения крестьянско-плебейских масс, его ограниченности.
КРЕЩЕНИЕ - одно из 7 христ. таинств, к-рое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утверждениям духовенства, в результате К. „человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую . Ведь, по христ. представлениям, люди рождаются запятнанными первород. грехом прародителей человечества. К. призвано „смыть этот грех, открыть перед ними перспективу спасения. Ритуал К. состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протест, церквах, как правило, крестят уже совершеннолетних. Во всех случаях К. рассматривается как акт приобщения человека к христ. религии. Однако истоки его лежат в дохрист. культах. Известно, что водные очистит, обряды совершались во мн. религиях др. мира и были связаны с представлениями первобытн. людей об очистительной силе воды. Обряд водного омовения новорожденных возник в христианстве не сразу. По словам Ф. Энгельса, он „является институтом второго периода христианства (т. 22, с. 490). К. входит в культовую практику церкви по мере становления и совершенствования христ. обрядности. На протяжении всей истории христ. церкви оно служит средством идейн. и эмоц.-психологич. влияния на верующих, внушения им представлений о собств. слабости и ничтожестве перед богом и др. идей, преследующих цель полного подчинения человека власти религии. Несмотря на то что религиозность в наст. вр. идет на убыль, есть еще немало людей, к-рые крестят детей в церкви. И хотя значит, их часть прибегает к услугам церкви „по традиции , под влиянием религ. родственников, разъяснение идеологич. вреда этого обряда является одной из задач науч.-атеистич. пропаганды. А внедрение в быт новой, социа-листич. обрядности, в т. ч. обрядов, связанных с рождением человека, служит действенной предпосылкой полного вытеснения К. из нашего быта.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - христ. праздник; в правосл. церкви относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 6(19) января. В основе К. г. лежит еванг. сказание о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Праздник носит и др. наз: вание - богоявление, т. к. во время крещения Иисуса бог - дух святой будто бы сошел с небес в виде голубя. Установленный во вт. пол. 2 в. праздник К. г. первоначально отмечался 6 января одновременно с рождеством и богоявлением. Лишь в 4 в. рождество было выделено как отд. праздник, к-рый стал отмечаться 25 декабря. На Руси праздник К. г. совпал по времени с окончанием святочных празднеств др. славян и впитал в себя мн. народные обряды, к-рыми сопровождались святки. Пережитками древнейших поверий, связанных с представлениями об очистительной силе воды, являются крещенские обряды освящения воды, в части., гл. обряд „великого освящения воды на Иордане , к-рый совершался в храме и в проруби на реке. Идеологич. смысл К. г. заключен в др. названиях праздника: „праздник светов , „праздник просвещения . По учению церкви, именно с крещения Иисус начинает проповедовать, „просвещать народ, озаряя его своим светом. В действительности же К. г. всегда использовалось церковью для закрепления религ. представлений об окружающем мире, о месте человека в об-ве, о его назначении и жизнен, целях.
КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ - один из догматов вероучения пятидесятников, к-рые придают особое значение девяти н.-з. „пятидесятническим дарам (см. 1 Кор. 12: 8-10). Эти дары могут якобы быть получены каждым верующим во время К. д. на т. н. рев-нительных молитв, собраниях, к-рым предшествует длительный и строгий пост. Лицо, испытавшее К. д., по учению пятидесятников, становится равным Христу в своих сверхъестеств. способностях и получает вечное блаженство за гробом. Внешним проявлением сошествия духа считается „говорение на иноязыках (глоссолалии) . С т. зр. психиатрии такое „говорение не что иное, как бессмысленные выкрики и бормотание в состоянии помрачения сознания, наступающего у верующего вследствие исступленной молитвы. Оно сопровождается дрожанием.рук, всего тела и т. п., за что пятидесятников прозвали в народе „трясунами .
„КРЕЩЕНИЕ РУСИ - введение в Др. Руси в кон. 10 в. христианства как гос. религии. Разложение первобытнообщин. строя и возникновение клас. об-ва подготовили условия для смены др.-славянской религии христианством, к-рое в его греко-правосл. форме, ввиду тесных связей с Византией, уже в сер. 9 в. получило распространение среди господств, классов. Но гос. религией оно стало лишь в связи с массовым крещением славян, проведенным в 988-989 князем Владимиром Святославичем. Введения христианства требовали углубляющиеся политич. контакты Киевской Руси с зап.-европ. странами. В свою очередь, утвердившиеся на Западе христ. церкви были заинтересованы в расширении своего влияния на др. народы. Киевский князь Владимир видел в христ. религии средство централизации Древнерус. гос-ва, упрочение его международ, положения, а также укрепление своей собственной власти. Гос-во активно распространяло христианство, используя свою новую идеологию и церк. opr-цию для укрепления феод, строя. Введение христианства встречало сопротивление народных масс, в 11 в. ряд народных выступлений против феод, эксплуатации приобрел форму антихрист, движений. Утвердившись, христианство на протяжении веков выступало тормозом обществ, и культурн. прогресса, средством духовного порабощения и угнетения трудящихся.
КРИЗИС РЕЛИГИИ - процесс падения влияния религии, утраты ею контроля над различными сторонами жизни об-ва и индивида под воздействием соц. изменений, науч.-технич. прогресса и распространения науч. мировоззрения. К. р. обусловлен закономерным ходом обществ, развития. В совр. эпоху он носит глобальный характер; определяется коренными соц. сдвигами, науч.-технич. революцией и находит выражение в ослаблении религиозности, в падении авторитета религии и ее институтов, в формальном отношении большинства верующих к религ. обязанностям. Конкр. социологич. исследования свидетельствуют о трансформации обыденного религ. сознания, размывании традиц. религ. представлений, росте религ. индифферентизма среди верующих. В стремлении преодолеть К. р. богословы и духовенство прибегают к модернизации религии, к пересмотру явно архаических элементов вероучения и культа, к разработке новых соц. доктрин, с помощью к-рых рассчитывают поднять престиж религии в глазах верующих, сохранить „руководство человеком и об-вом . Стараясь идти „в ногу с веком , они пытаются „согласовать религ. представления с данными совр. науки. К. р. не прямолинейный процесс. Падение влияния религии тормозится рядом объективных и субъективных факторов, в т. ч. активной поддержкой религ. институтов правящими классами капиталистич. об-ва, широкой пропагандой религии средствами массовой информации бурж. стран, стремящимися противодействовать распространению науч.-материалистич. мировоззрения. Тем не менее К. р. носит необратимый характер. Особенно глубоко он проявляется в социа-листич. странах, где в результате революц. преобразований оказались подорванными соц. корни религии. Коренные обществ, перемены, использование достижений науч.-технич. революции в интересах трудящихся, широкое распространение знаний, последовательно проводимая работа по атеистич. воспитанию способствуют углублению в этих странах процесса секуляризации, полному вытеснению религии из всех сфер жизни, утверждению господства науч.-материалистич. мировоззрения.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ — объективные показатели результатов атеистич. работы в определенном регионе или коллективе. Эффективность атеистич. воспитания определяется в целом соотношением затраченных в определенный промежуток времени усилий и результатов атеистич. воспитат. работы. Результаты атеистич. воспитания фиксируются в нескольких объективных показателях, к-рые и являются К. э. а. в. К числу таких критериев относятся: во-первых, количеств. показатели, характеризующие уменьшение религиозности в данном регионе или коллективе за определенное время (число людей, полностью порвавших с религией, число верующих, религиозность к-рых существенно уменьшилась, и т. п.); во-вторых, количеств. показатели, характеризующие рост атеистичности среди населения данного региона ти коллектива за истекший пе-зиод (число мировоззренчески афферентных, ставших убежденными атеистами, число пассивных атеистов, включившихся в атеистич. пропаганду, и т. п.). Выявление всей совокупности указанных показателей представляет собой сложную задачу, к-рая в полном объеме может быть решена лишь с помощью конкр. социологич. исследований религиозности и атеистичности населения.
КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ - см. Библейская критика.
„КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ - произведение К. Маркса (1875), в к-ром сформулированы осн. положения науч. коммунизма - о соц. революции, о переходном периоде от капитализма к социализму, о революц. диктатуре пролетариата, о двух фазах развития коммунистич. об-ва, о стратегии и тактике рабочего движения. В работе раскрыта сущность бурж.-идеалистич., метафизич. теорий гос-ва и осуществляемых им де-мократич. принципов. Так, оценивая бурж. понимание свободы совести, К. Маркс отмечал, что “буржуазная „свобода совести ие представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем позможным видам религиозной свободы совести (т. 19, с. 30). Этим Маркс подчеркнул односторонность и ограниченность бурж. трактовки свободы совести, сводящейся только к свободе выбора религии, к неограниченной религ. пропаганде. В подобной трактовке свободы совести нашли отражение клас. интересы буржуазии, использующей религию для закрепления Своегоэкономич. и политич. господства.
КРИШНА (санскр., букв. - темный, черный) - один из почитаемых богов в индуизме, считается 8-м воплощением (аватарой) Вишну. В индуистской мифологии представлен в образе мудрого царя-воина и божеств, пастуха. В „Махабхарате К. - одна из важнейших фигур в борьбе за власть 2 царских родов — Пандавов и Кауравов. Бог-пастух предстает как идеал красоты и мастер чарующей игры на свирели. Его любовь к пастушке Радхе стала одним из любимых сюжетов инд. лирики, а эпизоды жизни К. отражены в архитектуре, скульптуре, живописи.
КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд. - Алсион, р. 1895 или 1897) - инд. религ. мыслитель и деятель, получивший образование в Англии. Посвятил жизнь пропаганде своих идей в Зап. Европе и США. До 1929 был тесно связан с Теософским обществом (см. Теософия), к-рое объявило его мессией. Создал учение о достижении „подлинной свободы на путях отрицания любых религ. и рационалистич. систем, к-рые мешают „познать истину . Последняя может быть обнаружена только интуитивно личностью, освобожденной от влияния ложных символов, с помощью любви, преобразующей мир, к-рый является внешней проекцией наших внутренних состояний. Учение К.-крайний субъективный идеализм (близкий к экзистенциализму и интуитивизму), перемешанный с традициями инд. религ. мысли.
КРОНОС, Крон - др.-греч. божество, младший сын Урана (Неба) и Геи (Земли), один из титанов. Изображался в виде бородатого старца с серпом в руке.
КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842—1921) — рус. мелкобурж. революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ, сторонник философии позитивизма. Взгляды К. характеризуются механистич. и метафизич. пониманием обществ, явлений, вульгарно-натуралистич. их истолкованием. Важное место в обосновании разработанной им сие-темы „анархического коммунизма занимают моральные проблемы. Отрицая божеств, происхождение категорий нравственности, К выводил их из поведения животных. „Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека , „понятия о „добродетели и „пороке - понятия зоологические... (Этика. М., 1922, т. 1, с. 19, 38). Понятие о зле имеет своим первонач. источником естеств. отбор, истребление слабых сильными, представления о добре человек выводит, наблюдая взаимную поддержку внутри видов. Эта взаимопомощь и есть „зачатки нравственной совести .
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939) - сов. гос. и парт, деятель, жена, друг и соратник В. И. Ленина. Педагог-марксист К. тесно увязывала вопросы воспитания и образования с задачами построения коммунистич. об-ва, рассматривая их в диалектич. единстве, с учетом всего комплекса воспитат. мер. Уделяя огромное внимание формированию науч.-материалистич. мировоззрения масс, К. отводила значит, место атеистич. воспитанию сов. граждан, требуя соблюдать в этом деле последовательность и такт. В работах „Задачи атеистической пропаганды , „Роль искусства в религиозном и атеистическом воспитании , „Об антирелигиозном воспитании в школе и др. К. раскрыла марксист, понимание сущности религии, показала значение искусства в атеистич. воспитании, призывала использовать все науч. силы и культурн. кадры для популяризации естествознания и его достижений.
КСАВЬЕ (Ксавёрий) Франсуа (1506-1552) - иезуит, соратник Лойолы. По поручению папы Павла III и португ. короля предпринял миссионерское путешествие по странам Вост. и Юж. Азии. Католич. церковь провозгласила К. святым.
КСЕНДЗ - польск. наименование священнослужителя католич. церкви.
КСЕНОФАН Колофонский (ок. 570-480 до н. э.) - ранний представитель др.-греч. антирелиг. свободомыслия, философ и поэт. В пантеистичесхи окрашенной философии К. сильны материа-листич. и диалектич. тенденции. Мир, по К., не создан богом. Одним из первых К. демифологизировал картину мира, дав природным явлениям естеств. объяснение. К. считал, что боги выдуманы людьми по их собств. образу.
КТИТОР (греч. ktitōr - строитель, создатель, владелец) - в Византии и на Руси лицо, построившее на свои средства правосл. храм или сменившее его внутр. убранство. К. приобретал право распоряжаться частью доходов от храма и даже передавать это право по наследству, пользовался он и др. привилегиями. С 17-18 вв. К. стали нередко называть церк. старост, в обязанность к-рых входили сбор средств для церкви, забота о ее благоустройстве и т. д.
КУББА - см. Мазар.
КУДРЯВЦЕВ (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (1828-1891) - рус. философ-идеалист. Считая материю и дух проявлением бога как высш. творческой причины, К. называл разработанное им учение системой трансцендентального монизма. Религ.-филос. концепция К. не выходит за рамки теизма и по этой причине популярна в среде совр. богословов.
КУЗЕН Виктор (1792-1867) - франц. философ-идеалист, эклектик. Задачу философии К. видел в критич. отборе с помощью „здравого смысла истин, к-рые уже высказаны прежними философами. К. считал бога творцом Вселенной, признавал существование потустороннего мира, призывал к примирению философии и религии.
КУЛЬТ РАЗУМА - см. Разума культ.
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. cultus — почитание) - вид религ. деятельности, практически-духовного освоения мира. Объектом являются осознаваемые в форме религ. образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни. Содержание, значение и смысл К. р. придают соответствующие религ. верования, догматы, идеи, мифы. Различают 2 осн. разновидности К. р. - магию (колдовство) и умилостивительный (пропициальный) культ. Возникнув в первобытн. об-ве, магия впоследствии стала элементом всех религий клас. об-ва. Умилостивительный культ обращен к духу или богу. Субъектом культовой деятельности может быть религ. группа или верующий индивид. Религ. группа как субъект К. р. неоднородна: состоит из лиц, осуществляющих руководство - шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и т. д., - и большой группы лиц, действующих под их руководством. Средствами К. р. являются храм, молитв, дом, религ. искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные предметы (крест, свечи, церк. утварь, священнические облачения и т. д.) . На основе религ. взглядов складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Средства и способы культовой практики имеют символич. значение. К элементарным культовым актам относятся поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы, сложение рук, крестное знамение и т. д. Более сложными являются жертвоприношения, обряды, проповедь, молитва, богослужение, праздники и пр. Результатом культовой деятельности является удовлетворение потребностей религ. Во время отправления К. р. под влиянием религ. искусства могут удовлетворяться и эсте-тич. потребности. К. р. находится во взаимодействии с др. элементами религии.
КУЛЬТ СВЯТЫХ - см. Святых культ.
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ. С марксист, т. зр. культура есть совокупность способов и приемов человеч. деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых с помощью этих носителей новым поколениям. Культура представляет собой диалектич. единство 2 компонентов: объективного (предметного) и субъективного (личностного). Это единство реализуется в процессе человеч. деятельности. В клас. об-ве духовная культура носит клас. характер, ибо идеи, представления, нормы, ценности и идеалы, формирующиеся в условиях клас. антагонизмов, не могут быть одинаковы у представителей различных классов. В культуре каждой нации в условиях капитализма наряду с культурой господств, класса имеются элементы демократич. и социалистич. культуры. Религия является элементом человеч. культуры, прежде всего духовной. Она представляет собой особую систему духовной деятельности людей, специфика к-рой определяется ее направленностью на сверхъестеств., т. е. иллюзорные, объекты. Религия, как и духовная культура в целом, предполагает объективацию верований с помощью материальных действий, знаков и символов, образующих систему религ. культа. Культура включает в себя 2 вида деятельности: репродуктивную, воспроизводящую, копирующую уже достигнутое, и творческую, созидающую нечто новое и оригинальное. Религия связана в основном с репродуктивным элементом духовной культуры. Претендуя на абсолют, истину, религия декларирует вечность и неизменность своих догматов. В определенных историч. условиях (напр., в эпоху феодализма) религия становится доминантой в сфере духовной культуры. Все сферы обществ, сознания в этих условиях черпают свой материал в значит, мере из религ. источников, а в системе ценностей культуры религ. ценности занимают высш., привилегированное место. Однако, какпоказали исследования сов. ученых, даже в эпоху феодализма духовная культура не сводится к офиц. христ. культуре, насаждаемой церковью. Наряду с ней в средние века существовала и народная культура, к-рая не только отличалась от церковной, но и в нек-рых своих проявлениях была прямо враждебна ей. Такова, напр., народная смеховая культура средневековья (рус. скоморохи и др.). В процессе исследования роли религии в истории культуры встает вопрос о том, что составляло и составляет ядро религии, ее сущность, а что — лишь сопутствующие элементы. Вполне очевидно, что монастыри в Европе в средние века были центрами духовной культуры, хранителями рукописей, что искусство на протяжении столетий развивалось под покровительством и надзором церкви и т. п. Однако во всех этих случаях речь идет о нерелиг. функциях религ. институтов, а не о ядре религии - вере в сверхъестественное. Следовательно, подобные факты не дают оснований для вывода о благотворном якобы воздействии религии на развитие культуры. Не следует забывать, что религ. вера направляла помыслы и побуждения людей в сторону иллюзорного потустороннего мира, оправдывала и освящала все существующее как „установление божье и тем самым препятствовала поискам нового в жизни и культуре, тормозила обществ, прогресс.
КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЯ ветвь бурж. антропологии филос. (Э. Ротхаккер, М. Ландман и др.). К. усматривает свою задачу в построении теории человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкр.-историч. многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и теологию. Типологич. метод, провозглашаемый М. Ландманом (р. 1913), представляет собой не столько систематизацию фактов, сколько спекулятивно-метафизич. построение, отрицающее соц. природу человека, подменяющее история. развитие гетерогенными идеальными типами ценностных ориентации. Историко-культурн. изменчивость сущности человека оказывается в К. чисто количеств, вариациями извечной природы человека - абстракт, деятельности, рассматриваемой как некий „прафеномен человеч. мира. Деятельность сводится в К. лишь к духовной деятельности, ставится в зависимость от иррациональной ситуации (судьбы), что открывает дорогу теологич. истолкованию человека.
„КУЛЬТУРКАМПФ (нем. Kulturkampf - борьба за культуру) - название, к-рое дали в 70-х гг. 19 в. бурж. либералы мероприятиям пр-ва О. Бисмарка, направленным против католич. церкви, поддерживавшей сепаратист, антипрус, тенденции господств, слоев мелких и средних гос-в Юго-Зап. Германии. Были приняты законы, по к-рым духовенство лишалось права надзора за начальными школами, иезуиты изгонялись из Германии, ограничивались права церкви в отношении наказания верующих, был введен гражд. брак и др. В. И. Ленин отмечал, что Бисмарк „только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических, отвлек внимание некоторых слоев рабочего класса и демократии от насущных задач классовой и революционной борьбы в сторону самого поверхностного и буржуазно-лживого антиклерикализма (т. 17, с. 416-417). В 80-х гг., стараясь объединить все силы реакции против революц. рабочего движения, Бисмарк отменил почти все антицерк. законы. В силе остались лишь законы о гражд. браке и изгнании иезуитов.
КУМИРНЯ - см. Капище.
КУМРАНИТЫ - члены религ. общины, существовавшей во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. в районе Кумрана на берегу Мертвого моря (совр. Иордания). К. исповедовали иудаизм, но не признавали власти первосвященников, свою общину называли Новый союз (имея в виду союз с богом), а себя - „сынами света , „нищими , „простецами . К. верили, что наступит решающая схватка „сынов света с „сынами тьмы - и зло будет побеждено. В ожидании этого К. жили замкнутой общиной. Они ввели общность имущества, совместный труд, осуждали рабство. Чтобы попасть в общину, нужно было пройти через испытания. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина: во главе стояли жрецы: „младшие члены (т. е.. еще не прошедшие всех испытаний) подчинялись „старшим . Основателем общины считался некий „учитель праведности , к-рый умер, преследуемый „нечестивым жрецом '. К. верили, что он вернется на землю. К. были частью движения эссенов. Община К. была уничтожена во время восстания против римлян (66-73). Идеология К. оказала определенное влияние на формирование раннего христианства.
КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ - рукописи, обнаруженные в пещерах в местности Вади-Кумран в районе Мертвого моря в Иордании. Первые находки относятся к 1947. К наст. вр. открыто ок. 40 тыс. фрагментов, гл. обр. на др.-евр. и арамейск. языках. Рукописи принадлежали религ. группе, не признававшей ортодокс, иудаизма, жившей в этом районе во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. (см. Кумраниты). К. р. можно условно разделить на 3 группы: тексты Ветхого завета на др.-евр. языке, а также в переводе на греч. и арамёйск.; в.-з. апокрифы на др.-евр. и арамёйск. языках; соч. собственно кумранитов. К. р. содержат разные версии в.-з. книг, в т. ч. и не совпадающие с канонич. (масоретским) текстом. Мн. тексты тождественны тем, к-рые послужили оригиналом для Септуагинты - перевода Библии на греч. язык. Из в.-з. апокрифов обнаружены фрагменты Бен-Сиры, книги Товит, фрагменты книги Еноха на др.-евр. и арамёйск. языках (до этого были известны только фрагменты на греч. и переводы на ста-рославян. и эфиопский языки), „завещания отд. патриархов и др. К произведениям самих кумранитов относятся Устав общины, Свиток войны, Свиток гимнов, комментарии на пророчества и ряд др. В Уставе речь идет о целях общины, порядке приема членов, их обязанностях. Проводится идея о борьбе царства света и праведности с царством тьмы и зла. В Свитке войны изображена последняя схватка между ними. Комментарии расшифровывают пророчества, к-рые, по мнению кумранитов, содержатся в Библии, о судьбе их общины. В комментарии к Аввакуму упоминается основатель общины, „учитель праведности , к-рого преследовал „нечестивый жрец . Нек-рые исследователи склонны видеть в „учителе праведности прообраз Иисуса Христа.
КУНОВ Генрих (1862-1936) - нем. историк религии, этнограф, социолог, представитель правого крыла герм, социал-демократии. Популяризатор отд. положений марксист, атеизма. Работы К. по истории религии в 20-е гг. занимали видное место в религиоведении и были переведены И. И. Скворцовым-Степановым („Теологическая или этнологическая история религии? , 1910, в переработке Скворцова-Степанова под названием „Происхождение нашего бога . М., 1919; последнее изд. - М., 1958; „Возникновение религии и веры в бога . 4-е изд. М.-Л., 1925). Опираясь на этнографич. материал, К. проследил эволюцию религии на ранних ступенях развития человечества.
КУПАЛО, КУПАЛА - олицетворение отмечавшегося с глубокой древности мн. народами Европы (в т. ч. и славянами) праздника, связанного с летним солнцеворотом. Христианство приспособило праздник к своей культовой практике, связав с рождеством Иоанна Крестителя (24 июня по ст. ст.) В итоге народные массы широко отмечали день Ивана Купалы, сохранивший многое из прежней языч. обрядности, напр., прыганье через костры, бросанье в воду венков и др. В наст. вр. купальский праздник, утративший свой релит, смысл, но сохранивший ряд народных обрядовых элементов, отмечается как праздник лета и молодежи в нек-рых районах СССР, напр, на Украине, в Латвии (где он называется лито).
КУПЕР Томас (1759-1839) - англо-америк. философ-материалист, врач, химик, экономист и политич. деятель. Во время Франц. революции был связан с якобинцами, за что власти обвинили его в измене. Переселился в США, где примыкал к демократия, партии Джефферсона. В своих трудах защищал материализм, отрицал религ. догматы, выступал против примирения науки и религии, разоблачал библейские мифы. Выступал за отделение школы от церкви.
КУПИДОН - см. Эрот.
КУРБАН-БАЙРАМ (араб.-турецк.-праздник жертвоприношения) - один из г-л. ежегодных религ. праздников у мусульман. Отмечается 10-го числа месяца зу-л-хиджжа (12-го месяца мусульм. лунного календаря). Ислам предписывает верующим в день К.-б. принести кровавую жертву: заколоть овцу или барана, быка, корову или верблюда. К.-б. был воспринят мусульманами от др. арабов, приносивших кровавые жертвы богам, чтобы они даровали людям благополучие, рост поголовья скота, обильные урожаи и т. д. В СССР мн. мусульмане не верят в достоверность легенд, связанных с жертвоприношением, отказываются выполнять это (и мн. другие) предписание ислама. Стремясь сохранить влияние религии на таких людей, служители культа говорят о возможности замены кровавой жертвы внесением в кассу мечети стоимости шкуры животного.
КУРИЯ РИМСКАЯ - церк. пр-во в Ватикане, состоящее из различного рода конгрегации (департаментов, министерств), создавалось на протяжении 16 в. До этого времени адм. делами церкви управляла папская канцелярия. Гл. министерством К. р. является статс-секретариат, глава к-рого, обычно кардинал, выполняет функции премьер-министра и министра иностр. дел. Должность статс-секретаря была установлена Иннокентием XII в 1692. К. р. неоднократно подвергалась реорганизации, последний раз - Павлом VI (апостолическая конституция „Regimini Ecclesiae Uni-versale от 15 августа 1967). В наст. вр. К. р. состоит из статс-секретариата, 9 конгрегации, 3 трибуналов, 3 секретариатов, созданных после II Ватикан. собора, — по единству христиан, по связям с нехрист. религиями и по делам неверующих, Совета по делам мирян, комиссий — „Справедливость и мир и по делам России (Руссикум), финансовых служб - Префектура по экономим, делам св. пресюла (министерство финансов) и Управление собственности апостолич. престола, управления гос-вом - городом Ватикан и различных др. служб. Осн. департаменты возглавляются кардинальскими комиссиями во главе с префектом или президентом. В состав К. р. входят кардинальская коллегия и синод католич. церкви. В их адм. аппарате работает ок. 3 тыс. человек, в основном духовные лица. Офиц. язык К. р. - латинский, рабочий — итальянский.
КУРОЧКИН Павел Константинович (1925-1981) - сов. ученый в области науч. атеизма, с 1977 - директор Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Специализировался по проблемам эволюции и модернизации русского православия в социалистам, обществе, а также по вопросам нравств., гуманистич. содержания науч. атеизма и его роли в формировании научно-материалистич. мировоззрения. Осн. работы: „Православие и гуманизм (1962); „Эволюция современного русского православия (1971); „Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы (1980).
КУЩИ - см. Суккот.
КШАТРИИ (от санскр. кшатрия - власть) - в Др. Индии сословие (варна) воинов и вождей, занимавшее 2-е место после Варны жрецов - брахманов. Как и брахманы, К. считались дважды рожденными. В религ. обязанности К. входило охранять народ, совершать жертвоприношения и изучать веды. К. разрешалось также заниматься адм.-управленч. и т. п. деятельностью.
КЬЕРКЕГОР Серен (1813-1855)-дат. теолог и философ-иррационалист, один из основоположников экзистенциализма. К. считал, что личность обретает себя в боге. На пути к богу человек проходит 3 стадии познания своего существования: эстетическую, этическую и религиозную. Бессмысленность мира рождает в человеке страх и отчаяние. К. отвергал попытки найти опору как во внешнем мире, так и во внутр. мире человека. В своем отчаянии человек должен полностью предаться воле бога. К. порицал офиц. христианство за измену христ. истине и рационализацию веры, порабощающую и деморализующую личность. Религ. субъективизм и иррационализм К. оказали влияние на христ. теологию 20 в., в первую очередь на К. Барта и диалектич. теологию.
КЮВЬЕ Жорж (1769-1832) - франц. биолог, основоположник сравнит, анатомии и палеонтологии. Объективно работы К. по выделению типов животных на основе сходства их строения, открытие им законов корреляции органов, их функций и установление факта различия фауны на Земле в разные эпохи свидетельствовали о развитии животного мира. Однако сам К. отвергал идею естеств. развития и пытался объяснить целесообразность строения животных разумностью божеств, творца, смену фауны - катастрофами, подобными всемирн. потопу. Несостоятельность объяснений К. выявлена Ч. Дарвином и Ч. Лайелем.
КЮРЕ (от лат. curare - заботиться) — священник, возглавляющий религ. округ, общину католич. церкви в нек-рых странах Зап. Европы.
Читайте: |
---|