Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ЛАБ - ЛОК

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЛАБЕРТОНЬЕР Люсьен (1860-1932) - франц. католич. философ и теолог, представитель „католич. модернизма — религ.-филос. те­чения кон. 19 в. - нач. 20 в. Л. стоял на позициях субъективного идеализма. Вера, по Л., - это внутр. чувство, возникающее из потребности в божественном, бог — нравств. реальность нашего бытия, догматы — формализация и личностное выражение чувств и переживаний верующих, цер­ковь - всего лишь объединение одинаково мыслящих людей. Взгляды Л., как и др. „католич. модернистов , были осуждены спец. энцикликой папы Пия X в 1907.

ЛАВЕЛЬ Луи (1883-1951) - франц. католич. философ-идеа­лист, один из основоположников т. н. философии духа, осн. кате­гория к-рой - бытие, очищенное от материальности (т. е. бытие бога). По Л., человек при помощи мистич. понятия „акта приобща­ется к богу, участвует в его беско­нечном бытии. Идеи Л. близки бергсонианству и христ. экзистен­циализму.

ЛАВРА (греч. laura - многолюд­ный монастырь) - название наи­более крупных и важных по сво­ему положению мужских правосл. монастырей. В Рус. правосл. церк­ви Л. назывались монастыри: Киево-Печерский (с 1598), Троице-Сергиев (с 1744), Александро-Невский (с 1797) и Почаевско-Успенский (с 1833). Настоятеля­ми Л. являются местные епархи­альные архиереи. Настоятелем Троице-Сергиевой Л. состоит гла­ва церкви - патриарх.

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 — 1900) - теоретик рус. революц. народничества, философ, публи­цист, социолог. Свое мировоззре­ние Л. определял как антрополо­гизм, суть к-рого — признание человеч. личности как единства ма­териального и духовного, отрица­ние разного рода „метафизики . Опираясь на рационалистич. тра­диции в философии, Л. выступил с критикой религии и мистич. форм идеализма. Критика мисти­цизма велась им с позиций позити­визма, а не материализма (к-рый Л. считал формой метафизики) и потому была непоследователь­ной. Осн. соч. Л. по философии и социологии вошли в сб.: Фи­лософия и социология. М., 1965, т. 1 - 2.

ЛАДАН - ароматич. смола, соби­раемая из надрезов коры дерева босвеллия (сем. бурзеровых), ра­стущего в Вост. Африке и на юго-западе Аравийского п-ова. Л. при сжигании дает ароматный дым. Издревле использовался в различ­ных культах как для выкурива­ния злых духов, так и для вос­курения фимиама богам. В хрис­тианстве применяется для кажде­ния во время богослужения.

ЛАДАНКА - 1) мешочек, сумочка с ладаном или к.-л. талисманом, к-рая носится суеверными людьми на шее вместе с крестом; соглас­но поверьям, Л. обладает магич. свойством отгонять „злых ду­хов , предохранять от несчастья и т. д.; 2) курильница перед кио­том.

ЛАЙЕЛЬ Чарлз (1797-1875) - англ. естествоиспытатель, создал теорию, согласно к-рой земная по­верхность под воздействием естеств. факторов — атмосф. явле­ний, рек, морских приливов и от­ливов, землетрясений и вулка­нов — претерпела за миллионы лет огромные изменения. Эта тео­рия подрывала библ. представле­ния о неизменности Земли, поддер­живаемую богословами „теорию катастроф Кювье, способствова­ла формированию науч. материа-листич. понимания природы.

ЛАКРУА Жан (р. 1900) - франц. католич. философ-персоналист, один из идеологов левокатолич. интеллигенции. Сторонник сотруд­ничества по различным соц.-политич. вопросам с неверующими, в т. ч. и с коммунистами.

ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан (ок. 250— ум. после 325) — христ. апологет. В своем гл. соч. „Божественные установления Л. доказывает, что в язычестве не может быть ни истинной мудрос­ти, ни истинной религии, т. к. в нем они отделены друг от дру­га. Их объединение происходит в подлинной религии - христианстве. Вся книга пронизана хилиастич. настроениями; Л. считал, что через 200 лет (со времени автора) последует конец света и наступит тысячелетнее царство Христа. В соч. „О творении божьем и „О гневе божьем Л. пытался опровергнуть античную филосо­фию, выявляя противоречия меж­ду ее школами.

ЛАКШМИ (санскр.) - в индуиз­ме жена Вишну, богиня счастья, идеал красоты и супр. любви. Ее др. имена: Шри, Камала, Индира и пр.

ЛАМА (тибет., букв. - высочай­ший) - будд, монах в Тибете, Монголии, у ламаистов СССР. У калмыков этот титул присваи­вается только главе духовенства. Рассматривается верующими как лицо, наделенное сверхъестеств. свойствами и способностью об­щаться с божеств, миром. Высш. ламство составляло при феодализ­ме часть класса феодалов, „князей церкви . До революции глава ламства Вост. Сибири имел титул пандит-хамбо-лама. Теперь этот ти­тул носит председатель Центр. духовного управления буддистов СССР.

ЛАМАИЗМ (от тибет. „лама ) - одно из осн. направлений буддиз­ма. Сложился в 7-14 вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы др. рели­гии тибетцев бон-по (разновид­ность шаманства).  Является до наст. вр. осн. религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С кон. 16 в. Л. распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где нахо­дит последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. В Л., при­знающем все осн. догматы буддиз­ма, особая роль в спасении припи­сывается ламам, без помощи к-рых рядовой верующий не может яко­бы не только попасть в рай и до­стигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Канонич. основу Л. составляют сборники св. текстов - Ганджур (108 томов) и Данджур (225 то­мов) . Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах, множество бытовых обрядов, ма­гич. приемов и заклинаний, на­правленных против гнева богов и козней злых духов. Гл. доброде­телью Л. считает беспрекословное повиновение ламам и светским властям (бурят, ламы объявляли рус. царей земным воплощением -аватарой — богини Цаган-Дара-эхэ). Десятью „черными грехами Л. называет убийство, кражу, „не­правильное совокупление , ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, „ложные воззре­ния . В самом же подходе Л. к оценке этих поступков отражал­ся клас. интерес правящей верхуш­ки феод, об-ва. Так, убийство не считалось тяжелым грехом, если убивать посылал царь. Доброде­тель - воздержание от грехов, дающее „лучшее перерождение . Грешника ждут страшные муче­ния в многочисл. горячих и холод­ных адах. В наст. вр. ламаист, ду­ховенство в СССР объединено Центр, духовным управлением буддистов (ЦДУБ) во главе с хамбо-ламой с резиденцией в Ивол-гинском дацане (Бурятской АССР).

ЛАМАРК Жан Батист (1744-1829) - франц. естествоиспыта­тель, создавший первую целост­ную концепцию развития живой природы. Утверждал, что живые тела, начиная с простейших, воз­никших из неживого,  способны, приспосабливаясь к среде, целе-сообразно изменяться и переда­вать приобретенные изменения по наследству. Считал, что человек произошел путем эволюции высш. обезьян. Л. не выявил гл. факто­ров развития живого, допуская, что оно направляется „божеств, внутр. целью”.

ЛАМБЕТСКИЕКОНФЕРЕНЦИИ - в англикан. церкви съез­ды епископов, созываемые с 1866 каждые 10 лет архиепископом Кентерберийским в его резиден­ции - Ламбетском дворце в Лондоне. Л. к. - высш. орган Англикан. союза церквей. Однако их решения не являются обяза­тельными. Очередная XI Л. к. состоялась в июле 1978, в ней приняли участие и наблюдате­ли из 19 неангликан. христ. церк­вей. 1/з участников Л. к. 1978 составляли епископы англикан. церквей из развивающихся стран. 2/з впервые были участниками Л. к. Л. к. 1978 обсуждала церк. во­просы, а также нек-рые соц. проб­лемы.

ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782-1854) - аббат, франц. ка-толич. деятель и публицист, один из основоположников христ. со­циализма. Противник материалис-тич. философии и атеизма. Защиту и обоснование релит, вероучения вел с позиций христ. неоплато­низма. Л. боролся с религ. индиф­ферентизмом, проповедовал „жи­вую фанатич. веру, был сторон­ником ограничения папской вла­сти. За свои идеи и публицистич. деятельность был осужден ру­ководством церкви и вскоре после этого порвал с нею. Соц.-политич. концепция Л. непосле­довательна: в начале деятельно­сти его идеалом была христ. монархия. Во время июльской революции 1830 перешел на позиции бурж. республиканизма, выступал за отделение церкви от гос-ва, всеобщее избират. право и др. бурж.-либер. ре­формы.

ЛАМЕТРИ Жюльен Офре (1709-1751) - франц. философ-материа­лист. Наряду с Д. Дидро, Гельвецием и Гольбахом дал последоват. изложение метафизич. и механи-стич. материализма. В главной сво­ей работе „Человек-машина (1747) обосновывал тезис о том, что человеч. организм представля­ет собой самозаводящуюся маши­ну, напоминающую часовой меха­низм. Критиковал религ. миро­воззрение, отвергал концепцию первотолчка, выступал против христ. этики терпения, покорнос­ти и аскетизма, противопоставлял ей положение о том, что человек должен сам устраивать свое сча­стье на земле. Однако Ламетри, как и мн. др. материалисты 18 в., полагал, что только просвещенные люди могут быть атеистами, что же касается народных масс, то для них религ. воззрения даже полезны.

ЛАМОНТ Корлисс (р. 1902) - прогресс, амер. философ и об­ществ, деятель, видный предста­витель совр. бурж. атеизма. Счи­тает, что естеств.-науч. и натура­лист, подходы к действительно­сти, исключающие сверхъестеств. факторы, делают религию миро­воззренчески несостоятельной, что соц. корни религии играют боль­шую роль и их устранение явля­ется условием достижения духов­ной свободы. Л. выступает за полную секуляризацию об-ва и осу­ществление свободы совести. Л. дал глубокую критику важнейших религ. доктрин и догм: христ. морали, учений о бессмертии души, свободе воли и др.

ЛАНЖЕВЕН Поль (1872-1946) - франц. физик, активно боровший­ся за материалистич. интерпрета­цию положений квант, механики и теории относительности, против их использования для защиты религ. догм.

ЛАО-ЦЗЫ, Ли Эр - др.-кит. философ, живший, согласно преда­нию, одновременно с Конфуцием (6-5 вв. до н. э.). Ему приписывается филос. трактат „Лао-цзы . (др. название - „Дао дэ цзин ), к-рый является канонич. сочине­нием даосизма. Большинство совр. ученых считают Л.-ц. фигурой легендарной.

ЛАПЛАС Пьер Симон (1749-1827) - франц. математик, астро­ном и физик, внесший крупный вклад в теорию вероятностей, тео­рию дифференц. уравнений, небес­ную механику. По своему миро­воззрению был близок к франц. материалистам, отстаивал убежде­ние, что природа может быть объяснена без помощи идеи бога, на основе законов механики. Л. независимо от Канта выдвинул гипотезу о естеств. возникнове­нии Солнечной системы из раска­ленного газового облака.

ЛАРОШФУКО Франсуа де (1613 - 1680) - франц. писатель и фило­соф-моралист. Л. осуждал христ. мораль, мораль феод, аристокра­тии, но считал, что она свойствен­на природе человека, что движу­щими мотивами человеч. поступ­ков являются эгоизм, корысть, честолюбие; отсюда его песси­мизм. Гл. соч. Л. - „Размышле­ния, или Моральные изречения и максимы (1665, рус. перевод 1959), в к-ром он изложил свои взгляды в форме афоризмов.

ЛАРЫ - в др.-римск. религии бо­жества, охранявшие дом и семью. Изображения Л. помещались в осо­бом ящике - ларарии, вблизи очага. При каждом семейном празднике Л. приносились жертвы. Римляне почитали также обществ. Л. - покровителей улиц, города и гос-ва. К ним причисляли Ро-мула, Рема, их воспитательницу Акку Ларенцию и Тита Тация. Общественным Л. посвящались алтари. Праздник в честь личных Л. носил название компиталий и проходил в январе.

ЛАС КАСАС Бартоломе де (1474-1566) - исп. историк, гуманист и церк. деятель. Уча­ствовал в завоеваниях исп. фео­далов в Америке, был епископом в Мексике. Вернувшись в Испа­нию, в своих трудах обличал колонизаторов, отвергал навязы­вание церковью религии силой. Попытка Л. К. организовать в Америке основанную на „христ. добродетелях колонию провали­лась.

ЛАТЕРАНСКИЕ    ДОГОВОРЫ - соглашения, подписанные в Латеран. дворце 11 февр. 1929 между Ватиканом и итал. фашистским пр-вом Муссолини. Они включают 3 документа: осн. договор, по к-рому признавались независи­мость и суверенность гос-ва - го­рода Ватикан; конкордат, фикси­рующий отношения между пр-вом и церковью в Италии, обязанно­сти, права и привилегии католич. церкви; финансовую конвенцию, установившую возмещение за по­несенные папством в 1870 убытки в связи с упразднением церк. гос-ва - Папской области.

ЛАТЕРАНСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы.

ЛАТОНА - см. Лето.

ЛАФАРГ Поль (1842-1911) - деятель франц. и международ, ра­бочего движения, ученик и друг К. Маркса и Ф. Энгельса, талант­ливый пропагандист марксизма, в части, марксист, атеизма. В сво­их многочисл. работах по вопро­сам атеизма и религии („Проис­хождение и эволюция понятия ду­ши , „Вера в бога , „Миф о не­порочном зачатии и др.) рассмат­ривал происхождение и эволюцию религии, раскрывал ее клас. сущ­ность и реакц. роль, подчеркивал, что характерной чертой религии как ф°рмы обществ, сознания является то, что она дает искажен­ную, фантастич. картину мира. Л. - автор талантливых антирелиг. памфлетов („Право на лень , „Пий IX в раю , „Религия капита­ла и др.), в к-рых разоблачал роль религии как защитницы ка­питализма. Он настойчиво прово­дил идею, что борьба против ре­лигии должна быть подчинена общим задачам революц. борьбы пролетариата и что полное прео­доление религии связано с унич­тожением частной собственности и эксплуатации. Атеистич. произ­ведения Л. были переведены на рус. язык и вошли в т. 3 его со­чинений (М.-Л., 1931).

ЛАФОНТЕН    Жан    де    (1621-1695) - франц. поэт и сатирик. Проповедовал эпикурейскую эти­ку в противоположность христ. проповеди аскетизма.

ЛЕ БРА Габриель (1891-1970) - франц. католич. социолог, основа­тель журнала „Архивы социологии религий . Школа Л. Б. (С. Бонне, Ф. Исамбер, Ж. Метр, Э. Пуля и др.). фиксирует упадок религии, изучая религ. сознание и поведение различных слоев населения, религ. символику, словарь и содержание католич. документов, церковь как учреждение и ее взаимоотношения с об-вом. Л. Б. оказал существ, воздействие на развитие социоло­гии религии в капиталистич. стра­нах.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ - ста­тья В. И. Ленина, опубликованная в 1908 в большевист. газете „Пролетарий в связи с праздно­ванием 80-летия Л. Н. Толстого. Отмечая величие писателя, его ге­ниальное мастерство, его выдаю­щееся значение для рус. и мир. лит-ры, Ленин показал, что миро­воззрение Толстого рельефно вы­разило черты историч. своеобра­зия первой русской буржуазно-демократической революции, отра­зило ее противоречия, сильные и слабые стороны. С одной сторо­ны, Толстой - гениальный худож­ник, беспощадно разоблачающий самодержавие, критикующий цер­ковь, к-рая освящает самодержа­вие, поддерживает и оправдывает угнетение и эксплуатацию, с дру­гой - „помещик, юродствующий во Христе , проповедующий „не­противление злу насилием, об­новленную религию. В статье дан блестящий образец клас. анализа духовных явлений.

„ЛЕВИАФАН (1651) - гл. соч. англ. философа-материалиста Т. Гоббса, содержащее его учение о происхождении и сущности гос-ва. Обосновывая необходимость абсолютной власти гос-ва, Гоббс выступает решит, противником клерикализма (в особенности ка­толического), объявляет гос-во высш. судьей в вопросах религии. В „Л. содержится рационалистам. трактовка Библии, критикуются христ. вероучение и культ, фак­тически отвергаются сверхъес-теств. источники религ. верований. „Л. в 17 в. был внесен в „Индекс запрещенных книг и осужден англикан. церковью. Рус. перевод (1864) был конфискован царской цензурой.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен (1857-1939) - франц. философ, социо­лог и этнограф, примыкавший к позитивист, школе Э. Дюркгейма, но занимавший самостоят, позицию. Л.-Б. пришел к выводу, что различным соц. типам соот­ветствуют различные формы мыш­ления. По отношению к мышле­нию первобытн. человека Л.-Б. употребляет понятие „коллектив­ные представления . Эти пред­ставления принципиально отлича­ются от „индивид, представлений , т. к. они заимствованы не из лич­ного жизнен, опыта, а из окру­жающей человека соц. среды. Они передаются из поколения в поко­ление и принудительно навязы­ваются каждому члену об-ва. Та­ковы религ. верования, мифоло­гия, моральные правила и прежде всего - язык. Элемент, логич. законы - закон тождества, проти­воречий и др. — для „коллектив­ных представлений недействи­тельны: вместо них действует „закон сопричастности (партици-пации), идея мистич. связи явле­ний и т. п. „Коллективные пред­ставления , по мнению Л.-Б., не исчезают и на поздних стадиях историч. развития (в „высш. об-вах ), но здесь их удельный вес гораздо меньше, чем в „низш. об-вах : это различные проявле­ния мистицизма и пр. Несмотря на нек-рый схематизм его теоретич. построений, Л.-Б. внес опре­деленный вклад в исследование первобытн. мышления.

ЛЕВИН Курт (1890-1947) - нем.-амер. психолог. В учении Л. о по­требности как динамич.психич. напряженной системе, стремящей­ся к разрядке (удовлетворению), во введенной Л. категории психич. поля (актуальной сферы окруже­ния личности), а также в разработанной им эксперимент. методике, несмотря на известный налет идеализма и формализма, содержатся плодотворные идеи для исследова­ния психологии религии (особен­но религ. потребностей и аффек­тов). „Топологич. психология Л., отводя иллюзорным потребностям особое „пространство в психич. мире, повлияла на совр. бурж. психологию религии внетеологич. направления (В. Грюн, Дж. Леуба, Г. Оллпорт и др.).

ЛЕВИ-СТРОС Клод (р. 1908) - франц. этнограф-фольклорист. Осн. стимулом человеч. деятельно­сти на всех стадиях развития Л.-С. считает стремление к позна­нию окружающего мира. В мифо­логии - как и во всех вообще видах человеч. деятельности - Л.-С. ищет одни и те же логич. законы. Область мифотворчества в трудах Л.-С. занимает большое место. Этой проблеме посвяще­ны гл. работы Л.-С.: „Мифологики (т. 1-4, 1964-1971), „Пути масок (1975) и др. Соч. Л.-С. содержат в себе не только богатый фактич. материал, но и инте­ресные обобщения. Недостатком работ ученого является сознат. отрыв формы от содержания, односторонний интерес к изу­чению „отношений вместо изуче­ния самих реалий, отсутствие ис­торизма.

ЛЕВИТ — третья книга Ветхого завета, содержащая различные ри­туально-культовые предписания (о характере жертвоприношений, об организации жречества, о пище­вых и пр. бытовых запретах и др.).

ЛЕВИТЫ - сословие низш. храм, служителей у др. евреев. Счита­лись принадлежащими к колену (роду) Левин.

ЛЕВКИПП (ок. 500-440 до н. э.) - др.-греч. мыслитель; вмес­те с Демокритом является осно­вателем атомистики, первый сфор­мулировал закон причинности и за­кон достаточного основания.

ЛЕВОГЕГЕЛЬЯНСТВО (или мла­догегельянство)    -   направление в нем. философии, возникшее в результате раскола гегелевской школы после смерти философа в 1831 и развивавшееся на протя­жении 30-40-х гг. 19 в. в полемике с правогегельянством. Положил начало и дал название этому на­правлению Д. Штраус в книге „Жизнь Иисуса . За спорами о том, как правильно понимать гегелев­скую философию религии, кры­лись политич. противоречия. Ле­вые гегельянцы (А. Руге, В. Бауэр, Л. Фейербах) пришли к атеизму, во многом непоследовательному, поскольку он не опирался еще на материалистич. понимание ис­тории. Выражая взгляды поднима­ющейся радик. буржуазии, младо­гегельянцы в „Рейнской газете в 1842 выступили против сущест­вующего гос-ва и феод, реакции, против унаследованной религии и христ. ортодоксии. Присущие Л. слабости, его филос. идеализм и политич. беспомощность Маркс и Энгельс подвергли критике в ра­ботах „Святое семейство и „Не­мецкая идеология . В то же время они отмечали большой вклад Л., прежде всего Б. Бауэра, в решение вопроса об историч. происхожде­нии христианства.

ЛЕГАТ ПАПСКИЙ - посол папы римск., высш. дипломатич. пред­ставитель Ватикана.

ЛЕГЕНДА (лат. legenda, букв. – то, что следует прочесть). Термин возн. в ср.-век. католицизме. Пер­воначально Л. — это житие свято­го, к-рое читалось в день его па­мяти, позднее - притча о живот­ных, растениях, предметах христ. культа религ.-дидактич. содержа­ния. В широком смысле Л. - это жанр фольклора, в основе к-рого лежит фантастич. сюжет, воспри­нимаемый рассказчиками и слуша­телями как достоверный. В каж­дой конкр. религии есть специфич. для нее Л. о святых, подвиж­никах, отшельниках и т. д.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - нем. философ-ра­ционалист. Л. пытался обосновать компромисс между наукой и тео­логией, чтобы открыть для науки возможности беспрепятств. разви­тия. Бог в системе Л. предстает в свете деистич. концепций, пони­мается как интеграция точек зре­ния всех духовных субстанций (монад), предел их саморазви­тия. Христ. креационизм раство­ряется Л. в учении об эманации: бог излучает, порождает монады, но не вмешивается в их развитие, однажды определив согласован­ность сотворенных субстанций („предустановленная гармония ). В системе Л. не остается места для традиц. христ. представлений о чудесах, грехопадении и спа­сении, загробной жизни, личном бессмертии. В конце жизни Л. подвергался злобным нападкам со стороны духовенства.

„ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ - курс, к-рый Г. В. Ф. Гегель читал в Берлинском ун­те в J821, 1824, 1827 и J831, впервые опубликован в 1832. В „Л. заметно сказался консер­ватизм системы Гегеля. Задача философии религии оказывается апологетической: философии над­лежит показать необходимость ре­лигии для достижения абсолют, истины. Однако Гегель отмечает кризис „позитивной религии и традиц. теологии, приближается к систематич. исследованию ре-лиг, комплекса, рассматривает религ. сознание, культ и общину, намечает проблематику религ. компенсации. Давая развитию ре­лигии идеалистич. интерпретацию (все религии выступают как сту­пени все более глубокого пости­жения бога), Гегель диалектичес­ки связывает этот процесс с со­держанием всемирн. истории, про­грессом в сознании свободы. Фи-лос. теология, к-рую строит Ге­гель, далека от ортодоксии. Ге­гель отрицает трансцендентность и сверхразумность божества, под­рывает идею откровения, объяв­ляя бога познаваемым, исключает преображение и воскресение Хри­ста, идею искупления заменяет примирением с действительностью. Христ. идея бога превращается у Гегеля в пантеистич. концеп­цию развивающейся безначальной идеи.

ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Иль­ич (1870-1924) - великий вождь и учитель трудящихся всего мира, организатор КПСС и Сов. гос-ва, верный последователь идей и дел К. Маркса и Ф. Энгельса, творчес­ки развивший и обогативший все сост. части марксизма, оставив­ший человечеству неиссякаемую сокровищницу революц. мысли. Заметное место в наследии Л. занимает критика религии, раз­работка проблем атеизма марк­сист. Л. считал религию видом духовного гнета, лежащего на на­родных массах, задавленных капи­талом, порабощенных экономичес­ки, бесправных в политич. отно­шении, и решительно разоблачал ее реакц. соц. сущность. Образцом партийной критики, непримири­мой враждебным марксизму филос. течениям, разоблачением свя­зи филос. идеализма с религией явилась книга Л. „Материализм и эмпириокритицизм (1908). Обобщив новейшие открытия в ес­тествознании, Л. вскрыл науч. несостоятельность претензий эмпириокритиков на последнее слово в философии, разоблачил идеали­стич. сущность махизма, его смы­кание с религией, подверг сок­рушит, критике богостроитель­ство и богоискательство. Л. раз­работал филос. основы науч. ате­изма, показал органич. единство материалистич. философии с науч. атеизмом, идеализма - с религией. Вскрыв клас. заинтересованность буржуазии в поддержке „всяче­ских форм религии и „модных философских направлений , обос­новав необходимость для марк­систов решит, борьбы против всех и всяких „дипломированных лаке­ев поповщины , Л. подчеркнул значение союза философов-матери­алистов с естествоиспытателями-материалистами и склоняющими­ся к материализму для успешного развития материалистич. диалекти­ки и самого естествознания, их совместной борьбы против идеа­лизма и фидеизма. В трудах Л. изложена цельная и стройная про­грамма преодоления религ. пред­рассудков, указаны формы и ме­тоды работы с верующими, опре­делены характер и направленность атеистич. пропаганды в условиях перехода от капитализма к социа­лизму. Решающее значение в прео­долении религиозности придава­лось им вовлечению верующих в обществ.-политич. практику, в ход „классовой борьбы, иду­щей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше все­го (т. 17, с. 421). Л. поставил преодоление религии в неразрыв­ную связь с клас. борьбой про­летариата, направленной на лик­видацию эксплуатат. строя, уст­ранение „экономического рабст­ва , а следовательно, и соц. кор­ней религии. Им была обоснова­на необходимость прочного союза коммунистов с некоммунистами в самых различных областях ком-мунистич. строительства, сформу­лировано принцип, важности тре­бование к пропаганде атеизма: не разъединять трудящихся, а, нао­борот, укреплять единство их действий в борьбе за переустрой­ство жизни на земле. Большое значение придавал Л. установле­нию действит. свободы совести. Разработанное им понятие свобо­ды совести закреплено сов. за­конодательством, Конституцией СССР. Руководствуясь ленинским учением, ставшим методологией революц. мышления и революц. действия, КПСС подчиняет пропа­ганду атеизма задачам строитель­ства коммунистич. об-ва. Коммунистич. партия неизменно придер­живается указаний Л. о том, что „лишь осуществление планомер­ности и сознательности во всей общественно-хозяйственной дея­тельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков   (т. 38, с. 433).

ЛЕНЦМАН Яков Абрамович (1908-1967) - сов. историк ан­тичности, историк религии. Зани­мался вопросами истории раннего христианства. Осн. работы: „Происхождение христианства (1958), „Сравнивая евангелия (1967).

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - итал. мыслитель и худож­ник, архитектор, скульптор, есте­ствоиспытатель, инженер. Творче­ство Л. пронизано духом свободомыслия. Его взгляд на мир не­совместим с идеями христианст­ва. В основу знания Л. кладет опыт, тесно связывая его с теори­ей. Л. воспел человека-творца, отвечающего гуманистич. идеалам Возрождения, отразил духовное богатство личности. К вопросам „сущности бога и души Л. был равнодушен, к духовенству и отд. положениям христианства отно­сился с иронией. В области науки предвосхитил мн. позднейшие от­крытия.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николае­вич (1831-1891) - рус. писатель, публицист, социолог. Вслед за Н. Я. Данилевским рассматривал историю как ряд замкнутых куль­турно-исторических типов (егип., китайск., европейск., славянск. и т. д.), развитие к-рых идет от „первичной простоты через „цве­тущую сложность к стадии „уп­рощения , когда социальн. своеоб­разие исчезает и об-во гибнет. Де­мократию и социализм Л. отверга­ет, ибо они приводят, с его т. зр. к безрелигиозности. „Спасение Л. видел в идеалах византизма, к-ро­му присущи самодержавие, аске-тич. православие, страх перед бо­гом, сословность и иерархизм. Он полагал, что реализовать этот иде­ал может Россия. Консервативн. идеи Л. используются совр. анти­коммунистами. Осн. работы соб­раны в сб. „Восток, Россия и сла­вянство (1-2 тт., 1885-1886).

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841) - рус. поэт и писа­тель. РеволюционНо-романтич. творчество Л. пронизывают мо­тивы бунтующего свободомыслия. В поэзии („Исповедь , „Боярин Орша , „Мцыри , „Демон и др.), прозе („Вадим ), драматургии („Испанцы , „Маскарад ) Л. раз­венчивает религ. идеи о бренности земной жизни, всеблагом боге, изображает монастырь тюрьмой, умерщвляющей подлинно человеч. стремления и чувства, соз­дает образы гордых и мужест­венных героев, смело бросающих вызов земному и небесному дес­потизму.

ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729-1781) - нем. драматург, философ-просветитель. В филос. соч. „Воспитание человеческого рода (1780) высказал мысль о том, что в будущем об-ве ре­лигия уступит место просвещен­ному разуму. Все религии, вклю­чая христианство, Л. рассматривал как этапы нравств. эволюции чело­вечества по направлению к „естеств. религии , означающей тор­жество разума, справедливости, гуманности. В драме „Натан Муд­рый (1779) Л. проводит идею необходимости веротерпимости и отстаивает право людей на сво­бодомыслие.

„ЛЕСТВИЦА, ВОЗВОДЯЩАЯ К НЕБЕСАМ - написанное игу­меном синайского монастыря Иоанном Лествичником (6 в.) наставление для монахов. Монаш. жизнь, по Иоанну, - это непре­рывное восхождение по лестнице (лествице) духовного самосовер­шенствования, борьбы с собств. слабостями и пороками. Продви­гаясь по ней, опору нужно ис­кать в мыслях о смерти. „Л., в. к н. состоит из 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству.

ЛЕТО - в др.-греч. мифологии дочь титанов Кая и Фебы, родив­шая от Зевса Аполлона и Арте­миду. Образ Л. - это образ боги­ни-матери, прославленной в детях, В др.-римск. мифологии Л. извест­на под именем Латоны.

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ОТ „РОЖДЕ­СТВА ХРИСТОВА - см. Летоисчисление религиозное.

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗ­НОЕ. Исходный момент Л. р. свя­зывается с датой мифич. сотво­рения мира или к.-л. иного историч. или легендарного события. В Др. Египте, напр., Л. велось от первой династии фараонов; в Др. Риме - от основания Рима; у му­сульман - от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (622). Летосчисления от „сотво­рения мира в наст. вр. придержи­ваются верующие в иудаизме, старообрядчестве. Совр. христианст­во ведет Л. с мифич. даты рожде­ния Иисуса Христа. Л. от „рож­дества Христова - наиболее ши­роко распространенная в совр. мире система летосчисления. Ок. 525 монах Дионисий Малый аб­солютно произвольно „вычислил дату рождения Иисуса Христа и предложил вести Л. от этой даты. Католич. церковь приняла „расчеты Дионисия Малого и со­действовала распространению его системы Л. в европ. странах. С 15 в. она уже широко вошла в практику католич. церкви, в 16 в. была принята в большин­стве стран Европы. В России си­стема Л. от „рождества Христо­ва была введена Петром I в 1700.

ЛЕУБА Джемс (1868-1946) - прогрес. амер. психолог-религио­вед. Осн. направление исследова­ний - ложный характер релит, утешения, гносеологич. и психо-логич. корни религии. В то же вре­мя Л. верил, что можно создать согласованную с науч. знанием гуманистич. религию, к-рая могла бы стать основой новой этики.

ЛЕУВ Герардус ван дер (1890-1950) - нидерланд. протест, тео­лог и религиовед. Разрабатывал феноменологию религии - описа­ние исходных форм, „идеальных типов религ. опыта („Феномено­логия религии , 1933), исследо­вал религии Др. Египта и Др. Гре­ции.

ЛЕШИЙ - по дохрист. поверьям мн. народов - лесной дух, олицет­ворение хозяина лесной чащи. Христианизация не смогла вытес­нить из народного сознания пред­ставления о Л., ибо последние бы­ли прочно переплетены с промыслово-хозяйств. и бытовыми нуж­дами крестьян. Христ. церков­ники распространили понимание „нечистой силы на Л., христ. черт, в свою очередь, приобрел мн. атрибуты Л.

ЛЖЕАПОСТОЛЫ - так борющие­ся друг с другом раннехрист. группы называли проповедников, с к-рыми они были несогласны. Иудеохристиане, напр., считали Л. Павла. В неканонич. „Учении 12 апостолов (,Дидахе ) даются советы, как отличить апостолов от Л. В „Откровении Иоанна го­ворится о людях, к-рые называют себя апостолами, а на самом деле таковыми не являются.

ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТА­ЛИИ - сборник церк. докумен­тов, гл. обр. подложных, появив­шийся во Франции в сер. 9 в. с целью обоснования верховной власти папы во вселен, церкви и его независимости от светской власти. Л. д. проводили идею „не­погрешимости папы и были поло­жены в основу канонич. права. В средние века они широко ис­пользовались папством в борьбе за верховенство над светскими государями Зап. Европы. Соста­витель Л. д. - неизвестное лицо, скрывшееся под псевдонимом Исидора Меркатора, - включил в сборник свыше ста посланий, декреталий пап, т. н. Константинов дар и др. документы, подложность к-рых была неопровержимо дока­зана в нач. 15 в.

ЛИ Генри Чарлз (1825-1909) - амер. историк, автор четырехтом­ной истории исп. инквизиции, ос­нованной на первоисточниках. Его перу принадлежит также ряд др. работ по ср.-век. истории папства и католич. церкви.

ЛИБЕРАЛИЗМ - бурж. движе­ние и идеология; возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается инди­вид как субъект и высш. инстан­ция всякой деятельности, гос-во должно быть подчинено интересам индивида. За этим требованием крылась борьба буржуазии против феод, политич. привилегий. Л. свойственны вера в прогресс и тре­бование терпимости. На протяже­нии 19 в. христ. церковь в целом . выступала против Л. с позиций феод. реставрации. „Культур-кампф в бисмарковской Герма­нии был столкновением Л. с ульт­рамонтанством. Как реакция на идеи Просвещения в 19 в. в протестантизме возникла т. н. либераль­ная теология. Основываясь на учении Ф. Шлейермахера, либераль­ные теологи (Ритчль, Гарнак, Трёльч) поставили вопрос о соот­ношении откровения с историей. К Библии был применен историко-критич. метод. В историч. аспекте рассматривалось соотношение ре­лигии и культуры. Бурж. прогресс оценивался как путь к осущест­влению „царства божьего , в хри­стианстве подчеркивалась этич. доктрина. В условиях общего кри­зиса империализма либеральная теология теряет влияние. Как ее отрицание в 20-х гг. возникает теология кризиса.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ КАТОЛИЧЕ­СКАЯ ЦЕРКОВЬ - течение в ка­толицизме, к-рое стремилось при­мирить в различных странах Зап. Европы либеральные бурж. инсти­туты и католич. доктрину. В 19 в. в Англии была создана церковь, в доктрине к-рой сочетались теологич. и масонские элементы с нек-рыми ритуальными формами католич. литургии.

ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН - см. Во­енно-монашеские ордены.

ЛИВШИЦ Гилер Маркович (1904-1983) - сов. ученый, доктор историч. и филос. наук; автор мн. книг и брошюр по истории рели­гии и свободомыслия, по вопро­сам марксистско-ленинского ате­изма. Осн. работы: „Очерки исто­риографии Библии и раннего хри­стианства (1970); „Атеизм рус­ских революционных демократов (1979), „Критика идеализма и ре­лигии в трудах К. Маркса и Ф. Эн­гельса (1981).

ЛИЛИТ (евр. „ночная ) - ночной дух (позднее - привидение), яв­ляющийся спящим в виде прекрас­ной женщины. Упоминается в др.-вавилон. заклинаниях. В Талмуде Л. фигурирует как первая жена Адама.

„ЛИМОНАРЬ , или „Луг духов­ный - соч. греч. монаха Иоанна Мосха (ум. в 622), собравшего массу   повествований   о   жизни христ. подвижников, а также их изречения и нравоучения. Л. по­служил одним из первоисточни­ков для др. агиографич. сочине­ний, напр, патериков.

ЛИНГАЯТЫ (санскр. - носящие лингу) - последователи одной из сект в индуизме, возникшей в 12 в. в Юж. Индии. Л. почи­тают Шиву в виде фаллич. сим­вола - линги, отвергают догмат о переселении души, посты, жертвоприношения и паломниче­ства, не признают авторитета Вед и брахманов, кастовых разли­чий.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МИФОЛОГИИ - создана в 19 в. англ. санскритологом-индологом М. Мюллером. Опираясь на успе­хи науч. сравнительного индоев-роп. языкознания и реконструкции др.-европ. мифологии, М. Мюллер обосновал Л. т. возникновения ми­фов, к-рые якобы возникли в ре­зультате „болезни языка (термин М. Мюллера). Вследствие бедно­сти др. языков человек обозна­чал различные явления одними и теми же словами; когда перво­начальное значение слов забыва­лось, люди начинали считать отд. слова особыми существами, оли­цетворяя таким образом различ­ные явления в виде богов. Эту теорию отстаивали ученые А. Кун, Э. Мейер, Ю. Белох. Она сыграла в свое время положит, роль в систематич. изучении мифов. Ее методологич. порок - отсут­ствие конкр.-историч. анализа со­держания мифов, отражения в них обществ, отношений.

ЛИОНСКИЕ БЕДНЯКИ - см. Вальденсы.

ЛИОНСКИЕ СОБОРЫ - см. Все­ленские соборы.

ЛИОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПР­ПОВЕДИ ВЕРЫ - основано в 1 815 в Лионе (Франция) с целью сбо­ра средств для деятельности католич. миссий. В наст. вр. штаб-квартира об-ва находится в Ри­ме. Об-во управляется междуна­род, комитетом.

ЛИППЕРТ Юлиус (1839-1909) - нем. историк и этнограф. В воз­никновении религии Л. гл. зна­чение придавал эмоциям перво-бытн. человека, особенно страху смерти. Анимизм и предков культ лежат, по Л., в основе всех позд­нейших религий.

ЛИТАНИЯ (греч.) - в католич. культе - краткая молитва, к-рая поется или читается во время тор­жеств, релит, процессий.

ЛИТИЯ (от греч. lite - усердная молитва) - часть всенощного бо­гослужения накануне церк. празд­ников. Вошла в церк. практику в Византии и представляла собой обращение к богу о даровании по­беды над врагами или благодаре­ние за окончание обществ, бедст­вий. Совершается также во время похорон, поминовения умерших и во время крестных ходов.

ЛИТУРГИКА - богосл. дисцип­лина в католицизме и правосла­вии, в к-рой на основании различ­ных историко-теологич. данных до­казывается необходимость и обяза­тельность богослужений как важ­нейшего средства общения челове­ка с богом. Из общего понятия о богослужении выводятся и его осн. задачи: догматико-церковная, сводящаяся к пропаганде вероуче­ния; нравственная, обосновываю­щая непреходящее значение христ. морали; таинственная, требующая строгого соблюдения верующими таинств и связанных с ними обря­дов и праздников. Л. ставит своей задачей обосновать необходимость таких сост. частей богослужения, как молитвы, песнопения, чтение Библии, церк. поучения, соверше­ние таинств, дает правила прове­дения богослужений, среди к-рых первое место занимает литургия.

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia - бого­служение), у православных - обед­ня, у католиков — месса — гл. хри­стианское богослужение, во время к-рого совершается таинство при­чащения. Состоит из трех частей: проскомидии, Л. оглашенных (см. оглашение), на к-рой разрешается присутствовать всем желающим, и Л. верных - только для тех, кто принял крещение. Во время Л. совершаются разл. ритуалы, молит­вы, поются духовн. песнопения, читается проповедь и т. д. Цер­ковь называет Л. „таинством та­инств , утверждая, что она уста­новлена якобы самим Иисусом Христом на тайной вечере. В рус. православии существует три чи­на Л. - Л. Василия Великого, Григория Двоеслова, или преждеосвященных даров, и Иоанна Зла­тоуста, к-рые разработали поря­док ее совершения. Л. проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественск. постов проводить Л. запрещается. Духовенство ис­пользует Л. как действенное сред­ство усиления религ. влияния на верующих.

ЛОГИИ (греч. - речения) - вы­сказывания (речения), приписыва­емые Иисусу Христу, записи к-рых на папирусах были найдены в Егип­те (в Оксиринхе) в 1897 и 1904. Судя по тому, что удалось про­честь, среди найденных Л. есть речения, частично или полностью не совпадающие с традицией еван­гелий Нового завета. Записи их относятся к кон. 2 в. - нач. 3 в., но сам такст Л. более древний. Написаны они по-гречески. Часть найденных в Оксиринхе Л. встре­чается в гностич. Евангелии от Фомы: одно речение входило в евангелие иудеохристиан. Рече­ния начинаются словами: „Гово­рит Иисус , что свидетельствует об определенном стилистич. един­стве Л. По-видимому, Л. - само­стоят, и независимое от канонич. евангелий собрание речений, к-рые долго были в ходу у разных христ. групп. Нек-рые Л. сохраняют др. устную традицию. Изучение Л. дает дополнит, материал для кри­тики текста Нового завета и по­зволяет сделать вывод о наличии разных течений в раннем христи­анстве.

ЛОГИНОВ Михаил Осипович, Антон (1882-1963) - сов. публи­цист, пропагандист атеизма. В 20-е гг. участвовал в диспутах с пред­ставителями   духовенства,   разоблачал контрреволюц. деятель­ность церковников, вскрывал антинауч., реакц. сущность религии, клас. смысл религ. морали. Л. - автор мн. статей и брошюр по вопросам атеизма и религии.

ЛОГОС (от греч. logos - слово, по­нятие, разум) - категория, широ­ко употреблявшаяся в античной и ср.-век. философии и имев­шая различное содержание в конкр. филос. и религ. учениях. Так, напр., Гераклит Эфесский понимал под Л. всеобщую (миро­вую) закономерность, разумную основу мира. По мнению Аристо­теля, существуют внутренний (не­высказанные мысли) и внешний Л. (слово как высказанная мысль). Философы-стоики считали, что Л. — это то, что присутствует во всех вещах и способствует их развитию. Термин „логос широ­ко употреблялся и философами-гностиками, в т. ч. и гностич. сек­тами христиан, к-рые утверждали, что Л. - это бог-сын (Христос), посредник между богом-отцом и сотворенным им „миром види­мым и невидимым , „голос божий и мудрость . Отголосок этих веро­ваний особенно силен в Евангелии от Иоанна, к-рое изображает Иису­са как воплощение Л., явившееся для того, чтобы открыть людям план мира и просветить их. В этом же смысле концепцию Л. исполь­зовали „отцы церкви - пред­ставители патристики. Ср.-век. схо­ласты пытались объединить кон­цепции Л. „отцов церкви и Ари­стотеля.

ЛОЗИНСКИЙ Самуил Горациевич (J874-1945) - сов. историк. Осн. работы посвящены истории средне­вековья и Нового времени. Ряд ис­следований Л. написаны по исто­рии католич. церкви и папства, среди них книги: „Святая инкви­зиция (1927), „История папства (1934) идр,

ЛОЙОЛА Игнатий (14917-1556) - основатель ордена иезуитов. Мел­кий исп. дворянин. Был офице­ром, но после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению католич. церкви. В 1534 Л. и 6 его единомышленников образовали об-во, к-рое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества пап и католич. цер­кви. В 1540 созданная им орг-ция была утверждена папой Пав­лом III как монаш. орден, став­ший затем гл. орудием католич. контрреформации. За заслуги пе­ред церковью Л. был канонизиро­ван в 1622.

ЛОКАЯТА, чарвака - одна из др. инд. филос. систем материа­лизма. Ранние сведения о Л. со­держатся в будд, канонич. тек­стах, ведах, в др.-инд. эпосе. По учению Л., Вселенная и все сущее произошло естеств. путем, без вмешательства потусторонних сил. 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух — вечны и явля­ются первоосновой всего сущест­вующего. Сложные формы жиз­ни происходят путем длительной эволюции из простейших. Соз­нание представляет особую ком­бинацию материальных элемен­тов. Единств, источником досто­верного познания является чув­ственное восприятие. Человек жи­вет только один раз. Поэтому дол­жен думать не о своей будущей, а о текущей жизни. Он должен стремиться жить счастливо, удов­летворять свои разумные потреб­ности и интересы. Религия несо­стоятельна и вредна, бог - вы­думка богатых людей для обма­на бедных. Источник зла связан с жестокостью и несправедливо­стью в об-ве. Отрицая всю систе­му религ. представлений, сущест­вование потустороннего мира и ду­ши, а в связи с этим и переселе­ние души, Л. резко выступала против учения о карме и касто­вого деления.

ЛОКК Джон (1632-1704) - англ. философ. Критиковал теорию врожденных идей, и прежде всего идею бога, видя в последней плод воспитания, осуществляемого в ин­тересах тех, кто желал бы вла­ствовать от его имени. Механи-стич. характер материализма Л. приводит его к допущению су­ществования  бога  как причины движения материи. Л. — сторон­ник „естеств. религии , близкой к деизму. Отстаивал необходи­мость отделения церкви от гос-ва и умеренной веротерпимости, к-рую не распространял на като­ликов и атеистов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Словарь Атеиста:

ЖЕН - ЖУР

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ - пробле­ма, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, рас­крывающем сущность религ. пред­ставлений о Ж. Согласно им, Ж. - существо неполноценное, создан­ное богом для подчинения му...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...