Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЛАБ - ЛОК

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЛАБЕРТОНЬЕР Люсьен (1860-1932) - франц. католич. философ и теолог, представитель „католич. модернизма — религ.-филос. те­чения кон. 19 в. - нач. 20 в. Л. стоял на позициях субъективного идеализма. Вера, по Л., - это внутр. чувство, возникающее из потребности в божественном, бог — нравств. реальность нашего бытия, догматы — формализация и личностное выражение чувств и переживаний верующих, цер­ковь - всего лишь объединение одинаково мыслящих людей. Взгляды Л., как и др. „католич. модернистов , были осуждены спец. энцикликой папы Пия X в 1907.

ЛАВЕЛЬ Луи (1883-1951) - франц. католич. философ-идеа­лист, один из основоположников т. н. философии духа, осн. кате­гория к-рой - бытие, очищенное от материальности (т. е. бытие бога). По Л., человек при помощи мистич. понятия „акта приобща­ется к богу, участвует в его беско­нечном бытии. Идеи Л. близки бергсонианству и христ. экзистен­циализму.

ЛАВРА (греч. laura - многолюд­ный монастырь) - название наи­более крупных и важных по сво­ему положению мужских правосл. монастырей. В Рус. правосл. церк­ви Л. назывались монастыри: Киево-Печерский (с 1598), Троице-Сергиев (с 1744), Александро-Невский (с 1797) и Почаевско-Успенский (с 1833). Настоятеля­ми Л. являются местные епархи­альные архиереи. Настоятелем Троице-Сергиевой Л. состоит гла­ва церкви - патриарх.

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 — 1900) - теоретик рус. революц. народничества, философ, публи­цист, социолог. Свое мировоззре­ние Л. определял как антрополо­гизм, суть к-рого — признание человеч. личности как единства ма­териального и духовного, отрица­ние разного рода „метафизики . Опираясь на рационалистич. тра­диции в философии, Л. выступил с критикой религии и мистич. форм идеализма. Критика мисти­цизма велась им с позиций позити­визма, а не материализма (к-рый Л. считал формой метафизики) и потому была непоследователь­ной. Осн. соч. Л. по философии и социологии вошли в сб.: Фи­лософия и социология. М., 1965, т. 1 - 2.

ЛАДАН - ароматич. смола, соби­раемая из надрезов коры дерева босвеллия (сем. бурзеровых), ра­стущего в Вост. Африке и на юго-западе Аравийского п-ова. Л. при сжигании дает ароматный дым. Издревле использовался в различ­ных культах как для выкурива­ния злых духов, так и для вос­курения фимиама богам. В хрис­тианстве применяется для кажде­ния во время богослужения.

ЛАДАНКА - 1) мешочек, сумочка с ладаном или к.-л. талисманом, к-рая носится суеверными людьми на шее вместе с крестом; соглас­но поверьям, Л. обладает магич. свойством отгонять „злых ду­хов , предохранять от несчастья и т. д.; 2) курильница перед кио­том.

ЛАЙЕЛЬ Чарлз (1797-1875) - англ. естествоиспытатель, создал теорию, согласно к-рой земная по­верхность под воздействием естеств. факторов — атмосф. явле­ний, рек, морских приливов и от­ливов, землетрясений и вулка­нов — претерпела за миллионы лет огромные изменения. Эта тео­рия подрывала библ. представле­ния о неизменности Земли, поддер­живаемую богословами „теорию катастроф Кювье, способствова­ла формированию науч. материа-листич. понимания природы.

ЛАКРУА Жан (р. 1900) - франц. католич. философ-персоналист, один из идеологов левокатолич. интеллигенции. Сторонник сотруд­ничества по различным соц.-политич. вопросам с неверующими, в т. ч. и с коммунистами.

ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан (ок. 250— ум. после 325) — христ. апологет. В своем гл. соч. „Божественные установления Л. доказывает, что в язычестве не может быть ни истинной мудрос­ти, ни истинной религии, т. к. в нем они отделены друг от дру­га. Их объединение происходит в подлинной религии - христианстве. Вся книга пронизана хилиастич. настроениями; Л. считал, что через 200 лет (со времени автора) последует конец света и наступит тысячелетнее царство Христа. В соч. „О творении божьем и „О гневе божьем Л. пытался опровергнуть античную филосо­фию, выявляя противоречия меж­ду ее школами.

ЛАКШМИ (санскр.) - в индуиз­ме жена Вишну, богиня счастья, идеал красоты и супр. любви. Ее др. имена: Шри, Камала, Индира и пр.

ЛАМА (тибет., букв. - высочай­ший) - будд, монах в Тибете, Монголии, у ламаистов СССР. У калмыков этот титул присваи­вается только главе духовенства. Рассматривается верующими как лицо, наделенное сверхъестеств. свойствами и способностью об­щаться с божеств, миром. Высш. ламство составляло при феодализ­ме часть класса феодалов, „князей церкви . До революции глава ламства Вост. Сибири имел титул пандит-хамбо-лама. Теперь этот ти­тул носит председатель Центр. духовного управления буддистов СССР.

ЛАМАИЗМ (от тибет. „лама ) - одно из осн. направлений буддиз­ма. Сложился в 7-14 вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы др. рели­гии тибетцев бон-по (разновид­ность шаманства).  Является до наст. вр. осн. религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С кон. 16 в. Л. распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где нахо­дит последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. В Л., при­знающем все осн. догматы буддиз­ма, особая роль в спасении припи­сывается ламам, без помощи к-рых рядовой верующий не может яко­бы не только попасть в рай и до­стигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Канонич. основу Л. составляют сборники св. текстов - Ганджур (108 томов) и Данджур (225 то­мов) . Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах, множество бытовых обрядов, ма­гич. приемов и заклинаний, на­правленных против гнева богов и козней злых духов. Гл. доброде­телью Л. считает беспрекословное повиновение ламам и светским властям (бурят, ламы объявляли рус. царей земным воплощением -аватарой — богини Цаган-Дара-эхэ). Десятью „черными грехами Л. называет убийство, кражу, „не­правильное совокупление , ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, „ложные воззре­ния . В самом же подходе Л. к оценке этих поступков отражал­ся клас. интерес правящей верхуш­ки феод, об-ва. Так, убийство не считалось тяжелым грехом, если убивать посылал царь. Доброде­тель - воздержание от грехов, дающее „лучшее перерождение . Грешника ждут страшные муче­ния в многочисл. горячих и холод­ных адах. В наст. вр. ламаист, ду­ховенство в СССР объединено Центр, духовным управлением буддистов (ЦДУБ) во главе с хамбо-ламой с резиденцией в Ивол-гинском дацане (Бурятской АССР).

ЛАМАРК Жан Батист (1744-1829) - франц. естествоиспыта­тель, создавший первую целост­ную концепцию развития живой природы. Утверждал, что живые тела, начиная с простейших, воз­никших из неживого,  способны, приспосабливаясь к среде, целе-сообразно изменяться и переда­вать приобретенные изменения по наследству. Считал, что человек произошел путем эволюции высш. обезьян. Л. не выявил гл. факто­ров развития живого, допуская, что оно направляется „божеств, внутр. целью”.

ЛАМБЕТСКИЕКОНФЕРЕНЦИИ - в англикан. церкви съез­ды епископов, созываемые с 1866 каждые 10 лет архиепископом Кентерберийским в его резиден­ции - Ламбетском дворце в Лондоне. Л. к. - высш. орган Англикан. союза церквей. Однако их решения не являются обяза­тельными. Очередная XI Л. к. состоялась в июле 1978, в ней приняли участие и наблюдате­ли из 19 неангликан. христ. церк­вей. 1/з участников Л. к. 1978 составляли епископы англикан. церквей из развивающихся стран. 2/з впервые были участниками Л. к. Л. к. 1978 обсуждала церк. во­просы, а также нек-рые соц. проб­лемы.

ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782-1854) - аббат, франц. ка-толич. деятель и публицист, один из основоположников христ. со­циализма. Противник материалис-тич. философии и атеизма. Защиту и обоснование релит, вероучения вел с позиций христ. неоплато­низма. Л. боролся с религ. индиф­ферентизмом, проповедовал „жи­вую фанатич. веру, был сторон­ником ограничения папской вла­сти. За свои идеи и публицистич. деятельность был осужден ру­ководством церкви и вскоре после этого порвал с нею. Соц.-политич. концепция Л. непосле­довательна: в начале деятельно­сти его идеалом была христ. монархия. Во время июльской революции 1830 перешел на позиции бурж. республиканизма, выступал за отделение церкви от гос-ва, всеобщее избират. право и др. бурж.-либер. ре­формы.

ЛАМЕТРИ Жюльен Офре (1709-1751) - франц. философ-материа­лист. Наряду с Д. Дидро, Гельвецием и Гольбахом дал последоват. изложение метафизич. и механи-стич. материализма. В главной сво­ей работе „Человек-машина (1747) обосновывал тезис о том, что человеч. организм представля­ет собой самозаводящуюся маши­ну, напоминающую часовой меха­низм. Критиковал религ. миро­воззрение, отвергал концепцию первотолчка, выступал против христ. этики терпения, покорнос­ти и аскетизма, противопоставлял ей положение о том, что человек должен сам устраивать свое сча­стье на земле. Однако Ламетри, как и мн. др. материалисты 18 в., полагал, что только просвещенные люди могут быть атеистами, что же касается народных масс, то для них религ. воззрения даже полезны.

ЛАМОНТ Корлисс (р. 1902) - прогресс, амер. философ и об­ществ, деятель, видный предста­витель совр. бурж. атеизма. Счи­тает, что естеств.-науч. и натура­лист, подходы к действительно­сти, исключающие сверхъестеств. факторы, делают религию миро­воззренчески несостоятельной, что соц. корни религии играют боль­шую роль и их устранение явля­ется условием достижения духов­ной свободы. Л. выступает за полную секуляризацию об-ва и осу­ществление свободы совести. Л. дал глубокую критику важнейших религ. доктрин и догм: христ. морали, учений о бессмертии души, свободе воли и др.

ЛАНЖЕВЕН Поль (1872-1946) - франц. физик, активно боровший­ся за материалистич. интерпрета­цию положений квант, механики и теории относительности, против их использования для защиты религ. догм.

ЛАО-ЦЗЫ, Ли Эр - др.-кит. философ, живший, согласно преда­нию, одновременно с Конфуцием (6-5 вв. до н. э.). Ему приписывается филос. трактат „Лао-цзы . (др. название - „Дао дэ цзин ), к-рый является канонич. сочине­нием даосизма. Большинство совр. ученых считают Л.-ц. фигурой легендарной.

ЛАПЛАС Пьер Симон (1749-1827) - франц. математик, астро­ном и физик, внесший крупный вклад в теорию вероятностей, тео­рию дифференц. уравнений, небес­ную механику. По своему миро­воззрению был близок к франц. материалистам, отстаивал убежде­ние, что природа может быть объяснена без помощи идеи бога, на основе законов механики. Л. независимо от Канта выдвинул гипотезу о естеств. возникнове­нии Солнечной системы из раска­ленного газового облака.

ЛАРОШФУКО Франсуа де (1613 - 1680) - франц. писатель и фило­соф-моралист. Л. осуждал христ. мораль, мораль феод, аристокра­тии, но считал, что она свойствен­на природе человека, что движу­щими мотивами человеч. поступ­ков являются эгоизм, корысть, честолюбие; отсюда его песси­мизм. Гл. соч. Л. - „Размышле­ния, или Моральные изречения и максимы (1665, рус. перевод 1959), в к-ром он изложил свои взгляды в форме афоризмов.

ЛАРЫ - в др.-римск. религии бо­жества, охранявшие дом и семью. Изображения Л. помещались в осо­бом ящике - ларарии, вблизи очага. При каждом семейном празднике Л. приносились жертвы. Римляне почитали также обществ. Л. - покровителей улиц, города и гос-ва. К ним причисляли Ро-мула, Рема, их воспитательницу Акку Ларенцию и Тита Тация. Общественным Л. посвящались алтари. Праздник в честь личных Л. носил название компиталий и проходил в январе.

ЛАС КАСАС Бартоломе де (1474-1566) - исп. историк, гуманист и церк. деятель. Уча­ствовал в завоеваниях исп. фео­далов в Америке, был епископом в Мексике. Вернувшись в Испа­нию, в своих трудах обличал колонизаторов, отвергал навязы­вание церковью религии силой. Попытка Л. К. организовать в Америке основанную на „христ. добродетелях колонию провали­лась.

ЛАТЕРАНСКИЕ    ДОГОВОРЫ - соглашения, подписанные в Латеран. дворце 11 февр. 1929 между Ватиканом и итал. фашистским пр-вом Муссолини. Они включают 3 документа: осн. договор, по к-рому признавались независи­мость и суверенность гос-ва - го­рода Ватикан; конкордат, фикси­рующий отношения между пр-вом и церковью в Италии, обязанно­сти, права и привилегии католич. церкви; финансовую конвенцию, установившую возмещение за по­несенные папством в 1870 убытки в связи с упразднением церк. гос-ва - Папской области.

ЛАТЕРАНСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы.

ЛАТОНА - см. Лето.

ЛАФАРГ Поль (1842-1911) - деятель франц. и международ, ра­бочего движения, ученик и друг К. Маркса и Ф. Энгельса, талант­ливый пропагандист марксизма, в части, марксист, атеизма. В сво­их многочисл. работах по вопро­сам атеизма и религии („Проис­хождение и эволюция понятия ду­ши , „Вера в бога , „Миф о не­порочном зачатии и др.) рассмат­ривал происхождение и эволюцию религии, раскрывал ее клас. сущ­ность и реакц. роль, подчеркивал, что характерной чертой религии как ф°рмы обществ, сознания является то, что она дает искажен­ную, фантастич. картину мира. Л. - автор талантливых антирелиг. памфлетов („Право на лень , „Пий IX в раю , „Религия капита­ла и др.), в к-рых разоблачал роль религии как защитницы ка­питализма. Он настойчиво прово­дил идею, что борьба против ре­лигии должна быть подчинена общим задачам революц. борьбы пролетариата и что полное прео­доление религии связано с унич­тожением частной собственности и эксплуатации. Атеистич. произ­ведения Л. были переведены на рус. язык и вошли в т. 3 его со­чинений (М.-Л., 1931).

ЛАФОНТЕН    Жан    де    (1621-1695) - франц. поэт и сатирик. Проповедовал эпикурейскую эти­ку в противоположность христ. проповеди аскетизма.

ЛЕ БРА Габриель (1891-1970) - франц. католич. социолог, основа­тель журнала „Архивы социологии религий . Школа Л. Б. (С. Бонне, Ф. Исамбер, Ж. Метр, Э. Пуля и др.). фиксирует упадок религии, изучая религ. сознание и поведение различных слоев населения, религ. символику, словарь и содержание католич. документов, церковь как учреждение и ее взаимоотношения с об-вом. Л. Б. оказал существ, воздействие на развитие социоло­гии религии в капиталистич. стра­нах.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ - ста­тья В. И. Ленина, опубликованная в 1908 в большевист. газете „Пролетарий в связи с праздно­ванием 80-летия Л. Н. Толстого. Отмечая величие писателя, его ге­ниальное мастерство, его выдаю­щееся значение для рус. и мир. лит-ры, Ленин показал, что миро­воззрение Толстого рельефно вы­разило черты историч. своеобра­зия первой русской буржуазно-демократической революции, отра­зило ее противоречия, сильные и слабые стороны. С одной сторо­ны, Толстой - гениальный худож­ник, беспощадно разоблачающий самодержавие, критикующий цер­ковь, к-рая освящает самодержа­вие, поддерживает и оправдывает угнетение и эксплуатацию, с дру­гой - „помещик, юродствующий во Христе , проповедующий „не­противление злу насилием, об­новленную религию. В статье дан блестящий образец клас. анализа духовных явлений.

„ЛЕВИАФАН (1651) - гл. соч. англ. философа-материалиста Т. Гоббса, содержащее его учение о происхождении и сущности гос-ва. Обосновывая необходимость абсолютной власти гос-ва, Гоббс выступает решит, противником клерикализма (в особенности ка­толического), объявляет гос-во высш. судьей в вопросах религии. В „Л. содержится рационалистам. трактовка Библии, критикуются христ. вероучение и культ, фак­тически отвергаются сверхъес-теств. источники религ. верований. „Л. в 17 в. был внесен в „Индекс запрещенных книг и осужден англикан. церковью. Рус. перевод (1864) был конфискован царской цензурой.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен (1857-1939) - франц. философ, социо­лог и этнограф, примыкавший к позитивист, школе Э. Дюркгейма, но занимавший самостоят, позицию. Л.-Б. пришел к выводу, что различным соц. типам соот­ветствуют различные формы мыш­ления. По отношению к мышле­нию первобытн. человека Л.-Б. употребляет понятие „коллектив­ные представления . Эти пред­ставления принципиально отлича­ются от „индивид, представлений , т. к. они заимствованы не из лич­ного жизнен, опыта, а из окру­жающей человека соц. среды. Они передаются из поколения в поко­ление и принудительно навязы­ваются каждому члену об-ва. Та­ковы религ. верования, мифоло­гия, моральные правила и прежде всего - язык. Элемент, логич. законы - закон тождества, проти­воречий и др. — для „коллектив­ных представлений недействи­тельны: вместо них действует „закон сопричастности (партици-пации), идея мистич. связи явле­ний и т. п. „Коллективные пред­ставления , по мнению Л.-Б., не исчезают и на поздних стадиях историч. развития (в „высш. об-вах ), но здесь их удельный вес гораздо меньше, чем в „низш. об-вах : это различные проявле­ния мистицизма и пр. Несмотря на нек-рый схематизм его теоретич. построений, Л.-Б. внес опре­деленный вклад в исследование первобытн. мышления.

ЛЕВИН Курт (1890-1947) - нем.-амер. психолог. В учении Л. о по­требности как динамич.психич. напряженной системе, стремящей­ся к разрядке (удовлетворению), во введенной Л. категории психич. поля (актуальной сферы окруже­ния личности), а также в разработанной им эксперимент. методике, несмотря на известный налет идеализма и формализма, содержатся плодотворные идеи для исследова­ния психологии религии (особен­но религ. потребностей и аффек­тов). „Топологич. психология Л., отводя иллюзорным потребностям особое „пространство в психич. мире, повлияла на совр. бурж. психологию религии внетеологич. направления (В. Грюн, Дж. Леуба, Г. Оллпорт и др.).

ЛЕВИ-СТРОС Клод (р. 1908) - франц. этнограф-фольклорист. Осн. стимулом человеч. деятельно­сти на всех стадиях развития Л.-С. считает стремление к позна­нию окружающего мира. В мифо­логии - как и во всех вообще видах человеч. деятельности - Л.-С. ищет одни и те же логич. законы. Область мифотворчества в трудах Л.-С. занимает большое место. Этой проблеме посвяще­ны гл. работы Л.-С.: „Мифологики (т. 1-4, 1964-1971), „Пути масок (1975) и др. Соч. Л.-С. содержат в себе не только богатый фактич. материал, но и инте­ресные обобщения. Недостатком работ ученого является сознат. отрыв формы от содержания, односторонний интерес к изу­чению „отношений вместо изуче­ния самих реалий, отсутствие ис­торизма.

ЛЕВИТ — третья книга Ветхого завета, содержащая различные ри­туально-культовые предписания (о характере жертвоприношений, об организации жречества, о пище­вых и пр. бытовых запретах и др.).

ЛЕВИТЫ - сословие низш. храм, служителей у др. евреев. Счита­лись принадлежащими к колену (роду) Левин.

ЛЕВКИПП (ок. 500-440 до н. э.) - др.-греч. мыслитель; вмес­те с Демокритом является осно­вателем атомистики, первый сфор­мулировал закон причинности и за­кон достаточного основания.

ЛЕВОГЕГЕЛЬЯНСТВО (или мла­догегельянство)    -   направление в нем. философии, возникшее в результате раскола гегелевской школы после смерти философа в 1831 и развивавшееся на протя­жении 30-40-х гг. 19 в. в полемике с правогегельянством. Положил начало и дал название этому на­правлению Д. Штраус в книге „Жизнь Иисуса . За спорами о том, как правильно понимать гегелев­скую философию религии, кры­лись политич. противоречия. Ле­вые гегельянцы (А. Руге, В. Бауэр, Л. Фейербах) пришли к атеизму, во многом непоследовательному, поскольку он не опирался еще на материалистич. понимание ис­тории. Выражая взгляды поднима­ющейся радик. буржуазии, младо­гегельянцы в „Рейнской газете в 1842 выступили против сущест­вующего гос-ва и феод, реакции, против унаследованной религии и христ. ортодоксии. Присущие Л. слабости, его филос. идеализм и политич. беспомощность Маркс и Энгельс подвергли критике в ра­ботах „Святое семейство и „Не­мецкая идеология . В то же время они отмечали большой вклад Л., прежде всего Б. Бауэра, в решение вопроса об историч. происхожде­нии христианства.

ЛЕГАТ ПАПСКИЙ - посол папы римск., высш. дипломатич. пред­ставитель Ватикана.

ЛЕГЕНДА (лат. legenda, букв. – то, что следует прочесть). Термин возн. в ср.-век. католицизме. Пер­воначально Л. — это житие свято­го, к-рое читалось в день его па­мяти, позднее - притча о живот­ных, растениях, предметах христ. культа религ.-дидактич. содержа­ния. В широком смысле Л. - это жанр фольклора, в основе к-рого лежит фантастич. сюжет, воспри­нимаемый рассказчиками и слуша­телями как достоверный. В каж­дой конкр. религии есть специфич. для нее Л. о святых, подвиж­никах, отшельниках и т. д.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - нем. философ-ра­ционалист. Л. пытался обосновать компромисс между наукой и тео­логией, чтобы открыть для науки возможности беспрепятств. разви­тия. Бог в системе Л. предстает в свете деистич. концепций, пони­мается как интеграция точек зре­ния всех духовных субстанций (монад), предел их саморазви­тия. Христ. креационизм раство­ряется Л. в учении об эманации: бог излучает, порождает монады, но не вмешивается в их развитие, однажды определив согласован­ность сотворенных субстанций („предустановленная гармония ). В системе Л. не остается места для традиц. христ. представлений о чудесах, грехопадении и спа­сении, загробной жизни, личном бессмертии. В конце жизни Л. подвергался злобным нападкам со стороны духовенства.

„ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ - курс, к-рый Г. В. Ф. Гегель читал в Берлинском ун­те в J821, 1824, 1827 и J831, впервые опубликован в 1832. В „Л. заметно сказался консер­ватизм системы Гегеля. Задача философии религии оказывается апологетической: философии над­лежит показать необходимость ре­лигии для достижения абсолют, истины. Однако Гегель отмечает кризис „позитивной религии и традиц. теологии, приближается к систематич. исследованию ре-лиг, комплекса, рассматривает религ. сознание, культ и общину, намечает проблематику религ. компенсации. Давая развитию ре­лигии идеалистич. интерпретацию (все религии выступают как сту­пени все более глубокого пости­жения бога), Гегель диалектичес­ки связывает этот процесс с со­держанием всемирн. истории, про­грессом в сознании свободы. Фи-лос. теология, к-рую строит Ге­гель, далека от ортодоксии. Ге­гель отрицает трансцендентность и сверхразумность божества, под­рывает идею откровения, объяв­ляя бога познаваемым, исключает преображение и воскресение Хри­ста, идею искупления заменяет примирением с действительностью. Христ. идея бога превращается у Гегеля в пантеистич. концеп­цию развивающейся безначальной идеи.

ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Иль­ич (1870-1924) - великий вождь и учитель трудящихся всего мира, организатор КПСС и Сов. гос-ва, верный последователь идей и дел К. Маркса и Ф. Энгельса, творчес­ки развивший и обогативший все сост. части марксизма, оставив­ший человечеству неиссякаемую сокровищницу революц. мысли. Заметное место в наследии Л. занимает критика религии, раз­работка проблем атеизма марк­сист. Л. считал религию видом духовного гнета, лежащего на на­родных массах, задавленных капи­талом, порабощенных экономичес­ки, бесправных в политич. отно­шении, и решительно разоблачал ее реакц. соц. сущность. Образцом партийной критики, непримири­мой враждебным марксизму филос. течениям, разоблачением свя­зи филос. идеализма с религией явилась книга Л. „Материализм и эмпириокритицизм (1908). Обобщив новейшие открытия в ес­тествознании, Л. вскрыл науч. несостоятельность претензий эмпириокритиков на последнее слово в философии, разоблачил идеали­стич. сущность махизма, его смы­кание с религией, подверг сок­рушит, критике богостроитель­ство и богоискательство. Л. раз­работал филос. основы науч. ате­изма, показал органич. единство материалистич. философии с науч. атеизмом, идеализма - с религией. Вскрыв клас. заинтересованность буржуазии в поддержке „всяче­ских форм религии и „модных философских направлений , обос­новав необходимость для марк­систов решит, борьбы против всех и всяких „дипломированных лаке­ев поповщины , Л. подчеркнул значение союза философов-матери­алистов с естествоиспытателями-материалистами и склоняющими­ся к материализму для успешного развития материалистич. диалекти­ки и самого естествознания, их совместной борьбы против идеа­лизма и фидеизма. В трудах Л. изложена цельная и стройная про­грамма преодоления религ. пред­рассудков, указаны формы и ме­тоды работы с верующими, опре­делены характер и направленность атеистич. пропаганды в условиях перехода от капитализма к социа­лизму. Решающее значение в прео­долении религиозности придава­лось им вовлечению верующих в обществ.-политич. практику, в ход „классовой борьбы, иду­щей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше все­го (т. 17, с. 421). Л. поставил преодоление религии в неразрыв­ную связь с клас. борьбой про­летариата, направленной на лик­видацию эксплуатат. строя, уст­ранение „экономического рабст­ва , а следовательно, и соц. кор­ней религии. Им была обоснова­на необходимость прочного союза коммунистов с некоммунистами в самых различных областях ком-мунистич. строительства, сформу­лировано принцип, важности тре­бование к пропаганде атеизма: не разъединять трудящихся, а, нао­борот, укреплять единство их действий в борьбе за переустрой­ство жизни на земле. Большое значение придавал Л. установле­нию действит. свободы совести. Разработанное им понятие свобо­ды совести закреплено сов. за­конодательством, Конституцией СССР. Руководствуясь ленинским учением, ставшим методологией революц. мышления и революц. действия, КПСС подчиняет пропа­ганду атеизма задачам строитель­ства коммунистич. об-ва. Коммунистич. партия неизменно придер­живается указаний Л. о том, что „лишь осуществление планомер­ности и сознательности во всей общественно-хозяйственной дея­тельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков   (т. 38, с. 433).

ЛЕНЦМАН Яков Абрамович (1908-1967) - сов. историк ан­тичности, историк религии. Зани­мался вопросами истории раннего христианства. Осн. работы: „Происхождение христианства (1958), „Сравнивая евангелия (1967).

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - итал. мыслитель и худож­ник, архитектор, скульптор, есте­ствоиспытатель, инженер. Творче­ство Л. пронизано духом свободомыслия. Его взгляд на мир не­совместим с идеями христианст­ва. В основу знания Л. кладет опыт, тесно связывая его с теори­ей. Л. воспел человека-творца, отвечающего гуманистич. идеалам Возрождения, отразил духовное богатство личности. К вопросам „сущности бога и души Л. был равнодушен, к духовенству и отд. положениям христианства отно­сился с иронией. В области науки предвосхитил мн. позднейшие от­крытия.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николае­вич (1831-1891) - рус. писатель, публицист, социолог. Вслед за Н. Я. Данилевским рассматривал историю как ряд замкнутых куль­турно-исторических типов (егип., китайск., европейск., славянск. и т. д.), развитие к-рых идет от „первичной простоты через „цве­тущую сложность к стадии „уп­рощения , когда социальн. своеоб­разие исчезает и об-во гибнет. Де­мократию и социализм Л. отверга­ет, ибо они приводят, с его т. зр. к безрелигиозности. „Спасение Л. видел в идеалах византизма, к-ро­му присущи самодержавие, аске-тич. православие, страх перед бо­гом, сословность и иерархизм. Он полагал, что реализовать этот иде­ал может Россия. Консервативн. идеи Л. используются совр. анти­коммунистами. Осн. работы соб­раны в сб. „Восток, Россия и сла­вянство (1-2 тт., 1885-1886).

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841) - рус. поэт и писа­тель. РеволюционНо-романтич. творчество Л. пронизывают мо­тивы бунтующего свободомыслия. В поэзии („Исповедь , „Боярин Орша , „Мцыри , „Демон и др.), прозе („Вадим ), драматургии („Испанцы , „Маскарад ) Л. раз­венчивает религ. идеи о бренности земной жизни, всеблагом боге, изображает монастырь тюрьмой, умерщвляющей подлинно человеч. стремления и чувства, соз­дает образы гордых и мужест­венных героев, смело бросающих вызов земному и небесному дес­потизму.

ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729-1781) - нем. драматург, философ-просветитель. В филос. соч. „Воспитание человеческого рода (1780) высказал мысль о том, что в будущем об-ве ре­лигия уступит место просвещен­ному разуму. Все религии, вклю­чая христианство, Л. рассматривал как этапы нравств. эволюции чело­вечества по направлению к „естеств. религии , означающей тор­жество разума, справедливости, гуманности. В драме „Натан Муд­рый (1779) Л. проводит идею необходимости веротерпимости и отстаивает право людей на сво­бодомыслие.

„ЛЕСТВИЦА, ВОЗВОДЯЩАЯ К НЕБЕСАМ - написанное игу­меном синайского монастыря Иоанном Лествичником (6 в.) наставление для монахов. Монаш. жизнь, по Иоанну, - это непре­рывное восхождение по лестнице (лествице) духовного самосовер­шенствования, борьбы с собств. слабостями и пороками. Продви­гаясь по ней, опору нужно ис­кать в мыслях о смерти. „Л., в. к н. состоит из 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству.

ЛЕТО - в др.-греч. мифологии дочь титанов Кая и Фебы, родив­шая от Зевса Аполлона и Арте­миду. Образ Л. - это образ боги­ни-матери, прославленной в детях, В др.-римск. мифологии Л. извест­на под именем Латоны.

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ОТ „РОЖДЕ­СТВА ХРИСТОВА - см. Летоисчисление религиозное.

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗ­НОЕ. Исходный момент Л. р. свя­зывается с датой мифич. сотво­рения мира или к.-л. иного историч. или легендарного события. В Др. Египте, напр., Л. велось от первой династии фараонов; в Др. Риме - от основания Рима; у му­сульман - от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (622). Летосчисления от „сотво­рения мира в наст. вр. придержи­ваются верующие в иудаизме, старообрядчестве. Совр. христианст­во ведет Л. с мифич. даты рожде­ния Иисуса Христа. Л. от „рож­дества Христова - наиболее ши­роко распространенная в совр. мире система летосчисления. Ок. 525 монах Дионисий Малый аб­солютно произвольно „вычислил дату рождения Иисуса Христа и предложил вести Л. от этой даты. Католич. церковь приняла „расчеты Дионисия Малого и со­действовала распространению его системы Л. в европ. странах. С 15 в. она уже широко вошла в практику католич. церкви, в 16 в. была принята в большин­стве стран Европы. В России си­стема Л. от „рождества Христо­ва была введена Петром I в 1700.

ЛЕУБА Джемс (1868-1946) - прогрес. амер. психолог-религио­вед. Осн. направление исследова­ний - ложный характер релит, утешения, гносеологич. и психо-логич. корни религии. В то же вре­мя Л. верил, что можно создать согласованную с науч. знанием гуманистич. религию, к-рая могла бы стать основой новой этики.

ЛЕУВ Герардус ван дер (1890-1950) - нидерланд. протест, тео­лог и религиовед. Разрабатывал феноменологию религии - описа­ние исходных форм, „идеальных типов религ. опыта („Феномено­логия религии , 1933), исследо­вал религии Др. Египта и Др. Гре­ции.

ЛЕШИЙ - по дохрист. поверьям мн. народов - лесной дух, олицет­ворение хозяина лесной чащи. Христианизация не смогла вытес­нить из народного сознания пред­ставления о Л., ибо последние бы­ли прочно переплетены с промыслово-хозяйств. и бытовыми нуж­дами крестьян. Христ. церков­ники распространили понимание „нечистой силы на Л., христ. черт, в свою очередь, приобрел мн. атрибуты Л.

ЛЖЕАПОСТОЛЫ - так борющие­ся друг с другом раннехрист. группы называли проповедников, с к-рыми они были несогласны. Иудеохристиане, напр., считали Л. Павла. В неканонич. „Учении 12 апостолов (,Дидахе ) даются советы, как отличить апостолов от Л. В „Откровении Иоанна го­ворится о людях, к-рые называют себя апостолами, а на самом деле таковыми не являются.

ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТА­ЛИИ - сборник церк. докумен­тов, гл. обр. подложных, появив­шийся во Франции в сер. 9 в. с целью обоснования верховной власти папы во вселен, церкви и его независимости от светской власти. Л. д. проводили идею „не­погрешимости папы и были поло­жены в основу канонич. права. В средние века они широко ис­пользовались папством в борьбе за верховенство над светскими государями Зап. Европы. Соста­витель Л. д. - неизвестное лицо, скрывшееся под псевдонимом Исидора Меркатора, - включил в сборник свыше ста посланий, декреталий пап, т. н. Константинов дар и др. документы, подложность к-рых была неопровержимо дока­зана в нач. 15 в.

ЛИ Генри Чарлз (1825-1909) - амер. историк, автор четырехтом­ной истории исп. инквизиции, ос­нованной на первоисточниках. Его перу принадлежит также ряд др. работ по ср.-век. истории папства и католич. церкви.

ЛИБЕРАЛИЗМ - бурж. движе­ние и идеология; возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается инди­вид как субъект и высш. инстан­ция всякой деятельности, гос-во должно быть подчинено интересам индивида. За этим требованием крылась борьба буржуазии против феод, политич. привилегий. Л. свойственны вера в прогресс и тре­бование терпимости. На протяже­нии 19 в. христ. церковь в целом . выступала против Л. с позиций феод. реставрации. „Культур-кампф в бисмарковской Герма­нии был столкновением Л. с ульт­рамонтанством. Как реакция на идеи Просвещения в 19 в. в протестантизме возникла т. н. либераль­ная теология. Основываясь на учении Ф. Шлейермахера, либераль­ные теологи (Ритчль, Гарнак, Трёльч) поставили вопрос о соот­ношении откровения с историей. К Библии был применен историко-критич. метод. В историч. аспекте рассматривалось соотношение ре­лигии и культуры. Бурж. прогресс оценивался как путь к осущест­влению „царства божьего , в хри­стианстве подчеркивалась этич. доктрина. В условиях общего кри­зиса империализма либеральная теология теряет влияние. Как ее отрицание в 20-х гг. возникает теология кризиса.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ КАТОЛИЧЕ­СКАЯ ЦЕРКОВЬ - течение в ка­толицизме, к-рое стремилось при­мирить в различных странах Зап. Европы либеральные бурж. инсти­туты и католич. доктрину. В 19 в. в Англии была создана церковь, в доктрине к-рой сочетались теологич. и масонские элементы с нек-рыми ритуальными формами католич. литургии.

ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН - см. Во­енно-монашеские ордены.

ЛИВШИЦ Гилер Маркович (1904-1983) - сов. ученый, доктор историч. и филос. наук; автор мн. книг и брошюр по истории рели­гии и свободомыслия, по вопро­сам марксистско-ленинского ате­изма. Осн. работы: „Очерки исто­риографии Библии и раннего хри­стианства (1970); „Атеизм рус­ских революционных демократов (1979), „Критика идеализма и ре­лигии в трудах К. Маркса и Ф. Эн­гельса (1981).

ЛИЛИТ (евр. „ночная ) - ночной дух (позднее - привидение), яв­ляющийся спящим в виде прекрас­ной женщины. Упоминается в др.-вавилон. заклинаниях. В Талмуде Л. фигурирует как первая жена Адама.

„ЛИМОНАРЬ , или „Луг духов­ный - соч. греч. монаха Иоанна Мосха (ум. в 622), собравшего массу   повествований   о   жизни христ. подвижников, а также их изречения и нравоучения. Л. по­служил одним из первоисточни­ков для др. агиографич. сочине­ний, напр, патериков.

ЛИНГАЯТЫ (санскр. - носящие лингу) - последователи одной из сект в индуизме, возникшей в 12 в. в Юж. Индии. Л. почи­тают Шиву в виде фаллич. сим­вола - линги, отвергают догмат о переселении души, посты, жертвоприношения и паломниче­ства, не признают авторитета Вед и брахманов, кастовых разли­чий.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МИФОЛОГИИ - создана в 19 в. англ. санскритологом-индологом М. Мюллером. Опираясь на успе­хи науч. сравнительного индоев-роп. языкознания и реконструкции др.-европ. мифологии, М. Мюллер обосновал Л. т. возникновения ми­фов, к-рые якобы возникли в ре­зультате „болезни языка (термин М. Мюллера). Вследствие бедно­сти др. языков человек обозна­чал различные явления одними и теми же словами; когда перво­начальное значение слов забыва­лось, люди начинали считать отд. слова особыми существами, оли­цетворяя таким образом различ­ные явления в виде богов. Эту теорию отстаивали ученые А. Кун, Э. Мейер, Ю. Белох. Она сыграла в свое время положит, роль в систематич. изучении мифов. Ее методологич. порок - отсут­ствие конкр.-историч. анализа со­держания мифов, отражения в них обществ, отношений.

ЛИОНСКИЕ БЕДНЯКИ - см. Вальденсы.

ЛИОНСКИЕ СОБОРЫ - см. Все­ленские соборы.

ЛИОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПР­ПОВЕДИ ВЕРЫ - основано в 1 815 в Лионе (Франция) с целью сбо­ра средств для деятельности католич. миссий. В наст. вр. штаб-квартира об-ва находится в Ри­ме. Об-во управляется междуна­род, комитетом.

ЛИППЕРТ Юлиус (1839-1909) - нем. историк и этнограф. В воз­никновении религии Л. гл. зна­чение придавал эмоциям перво-бытн. человека, особенно страху смерти. Анимизм и предков культ лежат, по Л., в основе всех позд­нейших религий.

ЛИТАНИЯ (греч.) - в католич. культе - краткая молитва, к-рая поется или читается во время тор­жеств, релит, процессий.

ЛИТИЯ (от греч. lite - усердная молитва) - часть всенощного бо­гослужения накануне церк. празд­ников. Вошла в церк. практику в Византии и представляла собой обращение к богу о даровании по­беды над врагами или благодаре­ние за окончание обществ, бедст­вий. Совершается также во время похорон, поминовения умерших и во время крестных ходов.

ЛИТУРГИКА - богосл. дисцип­лина в католицизме и правосла­вии, в к-рой на основании различ­ных историко-теологич. данных до­казывается необходимость и обяза­тельность богослужений как важ­нейшего средства общения челове­ка с богом. Из общего понятия о богослужении выводятся и его осн. задачи: догматико-церковная, сводящаяся к пропаганде вероуче­ния; нравственная, обосновываю­щая непреходящее значение христ. морали; таинственная, требующая строгого соблюдения верующими таинств и связанных с ними обря­дов и праздников. Л. ставит своей задачей обосновать необходимость таких сост. частей богослужения, как молитвы, песнопения, чтение Библии, церк. поучения, соверше­ние таинств, дает правила прове­дения богослужений, среди к-рых первое место занимает литургия.

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia - бого­служение), у православных - обед­ня, у католиков — месса — гл. хри­стианское богослужение, во время к-рого совершается таинство при­чащения. Состоит из трех частей: проскомидии, Л. оглашенных (см. оглашение), на к-рой разрешается присутствовать всем желающим, и Л. верных - только для тех, кто принял крещение. Во время Л. совершаются разл. ритуалы, молит­вы, поются духовн. песнопения, читается проповедь и т. д. Цер­ковь называет Л. „таинством та­инств , утверждая, что она уста­новлена якобы самим Иисусом Христом на тайной вечере. В рус. православии существует три чи­на Л. - Л. Василия Великого, Григория Двоеслова, или преждеосвященных даров, и Иоанна Зла­тоуста, к-рые разработали поря­док ее совершения. Л. проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественск. постов проводить Л. запрещается. Духовенство ис­пользует Л. как действенное сред­ство усиления религ. влияния на верующих.

ЛОГИИ (греч. - речения) - вы­сказывания (речения), приписыва­емые Иисусу Христу, записи к-рых на папирусах были найдены в Егип­те (в Оксиринхе) в 1897 и 1904. Судя по тому, что удалось про­честь, среди найденных Л. есть речения, частично или полностью не совпадающие с традицией еван­гелий Нового завета. Записи их относятся к кон. 2 в. - нач. 3 в., но сам такст Л. более древний. Написаны они по-гречески. Часть найденных в Оксиринхе Л. встре­чается в гностич. Евангелии от Фомы: одно речение входило в евангелие иудеохристиан. Рече­ния начинаются словами: „Гово­рит Иисус , что свидетельствует об определенном стилистич. един­стве Л. По-видимому, Л. - само­стоят, и независимое от канонич. евангелий собрание речений, к-рые долго были в ходу у разных христ. групп. Нек-рые Л. сохраняют др. устную традицию. Изучение Л. дает дополнит, материал для кри­тики текста Нового завета и по­зволяет сделать вывод о наличии разных течений в раннем христи­анстве.

ЛОГИНОВ Михаил Осипович, Антон (1882-1963) - сов. публи­цист, пропагандист атеизма. В 20-е гг. участвовал в диспутах с пред­ставителями   духовенства,   разоблачал контрреволюц. деятель­ность церковников, вскрывал антинауч., реакц. сущность религии, клас. смысл религ. морали. Л. - автор мн. статей и брошюр по вопросам атеизма и религии.

ЛОГОС (от греч. logos - слово, по­нятие, разум) - категория, широ­ко употреблявшаяся в античной и ср.-век. философии и имев­шая различное содержание в конкр. филос. и религ. учениях. Так, напр., Гераклит Эфесский понимал под Л. всеобщую (миро­вую) закономерность, разумную основу мира. По мнению Аристо­теля, существуют внутренний (не­высказанные мысли) и внешний Л. (слово как высказанная мысль). Философы-стоики считали, что Л. — это то, что присутствует во всех вещах и способствует их развитию. Термин „логос широ­ко употреблялся и философами-гностиками, в т. ч. и гностич. сек­тами христиан, к-рые утверждали, что Л. - это бог-сын (Христос), посредник между богом-отцом и сотворенным им „миром види­мым и невидимым , „голос божий и мудрость . Отголосок этих веро­ваний особенно силен в Евангелии от Иоанна, к-рое изображает Иису­са как воплощение Л., явившееся для того, чтобы открыть людям план мира и просветить их. В этом же смысле концепцию Л. исполь­зовали „отцы церкви - пред­ставители патристики. Ср.-век. схо­ласты пытались объединить кон­цепции Л. „отцов церкви и Ари­стотеля.

ЛОЗИНСКИЙ Самуил Горациевич (J874-1945) - сов. историк. Осн. работы посвящены истории средне­вековья и Нового времени. Ряд ис­следований Л. написаны по исто­рии католич. церкви и папства, среди них книги: „Святая инкви­зиция (1927), „История папства (1934) идр,

ЛОЙОЛА Игнатий (14917-1556) - основатель ордена иезуитов. Мел­кий исп. дворянин. Был офице­ром, но после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению католич. церкви. В 1534 Л. и 6 его единомышленников образовали об-во, к-рое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества пап и католич. цер­кви. В 1540 созданная им орг-ция была утверждена папой Пав­лом III как монаш. орден, став­ший затем гл. орудием католич. контрреформации. За заслуги пе­ред церковью Л. был канонизиро­ван в 1622.

ЛОКАЯТА, чарвака - одна из др. инд. филос. систем материа­лизма. Ранние сведения о Л. со­держатся в будд, канонич. тек­стах, ведах, в др.-инд. эпосе. По учению Л., Вселенная и все сущее произошло естеств. путем, без вмешательства потусторонних сил. 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух — вечны и явля­ются первоосновой всего сущест­вующего. Сложные формы жиз­ни происходят путем длительной эволюции из простейших. Соз­нание представляет особую ком­бинацию материальных элемен­тов. Единств, источником досто­верного познания является чув­ственное восприятие. Человек жи­вет только один раз. Поэтому дол­жен думать не о своей будущей, а о текущей жизни. Он должен стремиться жить счастливо, удов­летворять свои разумные потреб­ности и интересы. Религия несо­стоятельна и вредна, бог - вы­думка богатых людей для обма­на бедных. Источник зла связан с жестокостью и несправедливо­стью в об-ве. Отрицая всю систе­му религ. представлений, сущест­вование потустороннего мира и ду­ши, а в связи с этим и переселе­ние души, Л. резко выступала против учения о карме и касто­вого деления.

ЛОКК Джон (1632-1704) - англ. философ. Критиковал теорию врожденных идей, и прежде всего идею бога, видя в последней плод воспитания, осуществляемого в ин­тересах тех, кто желал бы вла­ствовать от его имени. Механи-стич. характер материализма Л. приводит его к допущению су­ществования  бога  как причины движения материи. Л. — сторон­ник „естеств. религии , близкой к деизму. Отстаивал необходи­мость отделения церкви от гос-ва и умеренной веротерпимости, к-рую не распространял на като­ликов и атеистов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Словарь Атеиста:

ФАВ - ФУР

ФАВН - в др.-римск. мифоло­гии - бог гор, лесов, лугов, стад, ниспосылающий плодородие по­лям, животным и людям, покрови­тель пастухов и охотников. В др...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...