ЛАБ - ЛОК
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЛАБЕРТОНЬЕР Люсьен (1860-1932) - франц. католич. философ и теолог, представитель „католич. модернизма — религ.-филос. течения кон. 19 в. - нач. 20 в. Л. стоял на позициях субъективного идеализма. Вера, по Л., - это внутр. чувство, возникающее из потребности в божественном, бог — нравств. реальность нашего бытия, догматы — формализация и личностное выражение чувств и переживаний верующих, церковь - всего лишь объединение одинаково мыслящих людей. Взгляды Л., как и др. „католич. модернистов , были осуждены спец. энцикликой папы Пия X в 1907.
ЛАВЕЛЬ Луи (1883-1951) - франц. католич. философ-идеалист, один из основоположников т. н. философии духа, осн. категория к-рой - бытие, очищенное от материальности (т. е. бытие бога). По Л., человек при помощи мистич. понятия „акта приобщается к богу, участвует в его бесконечном бытии. Идеи Л. близки бергсонианству и христ. экзистенциализму.
ЛАВРА (греч. laura - многолюдный монастырь) - название наиболее крупных и важных по своему положению мужских правосл. монастырей. В Рус. правосл. церкви Л. назывались монастыри: Киево-Печерский (с 1598), Троице-Сергиев (с 1744), Александро-Невский (с 1797) и Почаевско-Успенский (с 1833). Настоятелями Л. являются местные епархиальные архиереи. Настоятелем Троице-Сергиевой Л. состоит глава церкви - патриарх.
ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 — 1900) - теоретик рус. революц. народничества, философ, публицист, социолог. Свое мировоззрение Л. определял как антропологизм, суть к-рого — признание человеч. личности как единства материального и духовного, отрицание разного рода „метафизики . Опираясь на рационалистич. традиции в философии, Л. выступил с критикой религии и мистич. форм идеализма. Критика мистицизма велась им с позиций позитивизма, а не материализма (к-рый Л. считал формой метафизики) и потому была непоследовательной. Осн. соч. Л. по философии и социологии вошли в сб.: Философия и социология. М., 1965, т. 1 - 2.
ЛАДАН - ароматич. смола, собираемая из надрезов коры дерева босвеллия (сем. бурзеровых), растущего в Вост. Африке и на юго-западе Аравийского п-ова. Л. при сжигании дает ароматный дым. Издревле использовался в различных культах как для выкуривания злых духов, так и для воскурения фимиама богам. В христианстве применяется для каждения во время богослужения.
ЛАДАНКА - 1) мешочек, сумочка с ладаном или к.-л. талисманом, к-рая носится суеверными людьми на шее вместе с крестом; согласно поверьям, Л. обладает магич. свойством отгонять „злых духов , предохранять от несчастья и т. д.; 2) курильница перед киотом.
ЛАЙЕЛЬ Чарлз (1797-1875) - англ. естествоиспытатель, создал теорию, согласно к-рой земная поверхность под воздействием естеств. факторов — атмосф. явлений, рек, морских приливов и отливов, землетрясений и вулканов — претерпела за миллионы лет огромные изменения. Эта теория подрывала библ. представления о неизменности Земли, поддерживаемую богословами „теорию катастроф Кювье, способствовала формированию науч. материа-листич. понимания природы.
ЛАКРУА Жан (р. 1900) - франц. католич. философ-персоналист, один из идеологов левокатолич. интеллигенции. Сторонник сотрудничества по различным соц.-политич. вопросам с неверующими, в т. ч. и с коммунистами.
ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан (ок. 250— ум. после 325) — христ. апологет. В своем гл. соч. „Божественные установления Л. доказывает, что в язычестве не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии, т. к. в нем они отделены друг от друга. Их объединение происходит в подлинной религии - христианстве. Вся книга пронизана хилиастич. настроениями; Л. считал, что через 200 лет (со времени автора) последует конец света и наступит тысячелетнее царство Христа. В соч. „О творении божьем и „О гневе божьем Л. пытался опровергнуть античную философию, выявляя противоречия между ее школами.
ЛАКШМИ (санскр.) - в индуизме жена Вишну, богиня счастья, идеал красоты и супр. любви. Ее др. имена: Шри, Камала, Индира и пр.
ЛАМА (тибет., букв. - высочайший) - будд, монах в Тибете, Монголии, у ламаистов СССР. У калмыков этот титул присваивается только главе духовенства. Рассматривается верующими как лицо, наделенное сверхъестеств. свойствами и способностью общаться с божеств, миром. Высш. ламство составляло при феодализме часть класса феодалов, „князей церкви . До революции глава ламства Вост. Сибири имел титул пандит-хамбо-лама. Теперь этот титул носит председатель Центр. духовного управления буддистов СССР.
ЛАМАИЗМ (от тибет. „лама ) - одно из осн. направлений буддизма. Сложился в 7-14 вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы др. религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до наст. вр. осн. религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С кон. 16 в. Л. распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где находит последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. В Л., признающем все осн. догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи к-рых рядовой верующий не может якобы не только попасть в рай и достигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Канонич. основу Л. составляют сборники св. текстов - Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов) . Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах, множество бытовых обрядов, магич. приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов. Гл. добродетелью Л. считает беспрекословное повиновение ламам и светским властям (бурят, ламы объявляли рус. царей земным воплощением -аватарой — богини Цаган-Дара-эхэ). Десятью „черными грехами Л. называет убийство, кражу, „неправильное совокупление , ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, „ложные воззрения . В самом же подходе Л. к оценке этих поступков отражался клас. интерес правящей верхушки феод, об-ва. Так, убийство не считалось тяжелым грехом, если убивать посылал царь. Добродетель - воздержание от грехов, дающее „лучшее перерождение . Грешника ждут страшные мучения в многочисл. горячих и холодных адах. В наст. вр. ламаист, духовенство в СССР объединено Центр, духовным управлением буддистов (ЦДУБ) во главе с хамбо-ламой с резиденцией в Ивол-гинском дацане (Бурятской АССР).
ЛАМАРК Жан Батист (1744-1829) - франц. естествоиспытатель, создавший первую целостную концепцию развития живой природы. Утверждал, что живые тела, начиная с простейших, возникших из неживого, способны, приспосабливаясь к среде, целе-сообразно изменяться и передавать приобретенные изменения по наследству. Считал, что человек произошел путем эволюции высш. обезьян. Л. не выявил гл. факторов развития живого, допуская, что оно направляется „божеств, внутр. целью”.
ЛАМБЕТСКИЕКОНФЕРЕНЦИИ - в англикан. церкви съезды епископов, созываемые с 1866 каждые 10 лет архиепископом Кентерберийским в его резиденции - Ламбетском дворце в Лондоне. Л. к. - высш. орган Англикан. союза церквей. Однако их решения не являются обязательными. Очередная XI Л. к. состоялась в июле 1978, в ней приняли участие и наблюдатели из 19 неангликан. христ. церквей. 1/з участников Л. к. 1978 составляли епископы англикан. церквей из развивающихся стран. 2/з впервые были участниками Л. к. Л. к. 1978 обсуждала церк. вопросы, а также нек-рые соц. проблемы.
ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782-1854) - аббат, франц. ка-толич. деятель и публицист, один из основоположников христ. социализма. Противник материалис-тич. философии и атеизма. Защиту и обоснование релит, вероучения вел с позиций христ. неоплатонизма. Л. боролся с религ. индифферентизмом, проповедовал „живую фанатич. веру, был сторонником ограничения папской власти. За свои идеи и публицистич. деятельность был осужден руководством церкви и вскоре после этого порвал с нею. Соц.-политич. концепция Л. непоследовательна: в начале деятельности его идеалом была христ. монархия. Во время июльской революции 1830 перешел на позиции бурж. республиканизма, выступал за отделение церкви от гос-ва, всеобщее избират. право и др. бурж.-либер. реформы.
ЛАМЕТРИ Жюльен Офре (1709-1751) - франц. философ-материалист. Наряду с Д. Дидро, Гельвецием и Гольбахом дал последоват. изложение метафизич. и механи-стич. материализма. В главной своей работе „Человек-машина (1747) обосновывал тезис о том, что человеч. организм представляет собой самозаводящуюся машину, напоминающую часовой механизм. Критиковал религ. мировоззрение, отвергал концепцию первотолчка, выступал против христ. этики терпения, покорности и аскетизма, противопоставлял ей положение о том, что человек должен сам устраивать свое счастье на земле. Однако Ламетри, как и мн. др. материалисты 18 в., полагал, что только просвещенные люди могут быть атеистами, что же касается народных масс, то для них религ. воззрения даже полезны.
ЛАМОНТ Корлисс (р. 1902) - прогресс, амер. философ и обществ, деятель, видный представитель совр. бурж. атеизма. Считает, что естеств.-науч. и натуралист, подходы к действительности, исключающие сверхъестеств. факторы, делают религию мировоззренчески несостоятельной, что соц. корни религии играют большую роль и их устранение является условием достижения духовной свободы. Л. выступает за полную секуляризацию об-ва и осуществление свободы совести. Л. дал глубокую критику важнейших религ. доктрин и догм: христ. морали, учений о бессмертии души, свободе воли и др.
ЛАНЖЕВЕН Поль (1872-1946) - франц. физик, активно боровшийся за материалистич. интерпретацию положений квант, механики и теории относительности, против их использования для защиты религ. догм.
ЛАО-ЦЗЫ, Ли Эр - др.-кит. философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6-5 вв. до н. э.). Ему приписывается филос. трактат „Лао-цзы . (др. название - „Дао дэ цзин ), к-рый является канонич. сочинением даосизма. Большинство совр. ученых считают Л.-ц. фигурой легендарной.
ЛАПЛАС Пьер Симон (1749-1827) - франц. математик, астроном и физик, внесший крупный вклад в теорию вероятностей, теорию дифференц. уравнений, небесную механику. По своему мировоззрению был близок к франц. материалистам, отстаивал убеждение, что природа может быть объяснена без помощи идеи бога, на основе законов механики. Л. независимо от Канта выдвинул гипотезу о естеств. возникновении Солнечной системы из раскаленного газового облака.
ЛАРОШФУКО Франсуа де (1613 - 1680) - франц. писатель и философ-моралист. Л. осуждал христ. мораль, мораль феод, аристократии, но считал, что она свойственна природе человека, что движущими мотивами человеч. поступков являются эгоизм, корысть, честолюбие; отсюда его пессимизм. Гл. соч. Л. - „Размышления, или Моральные изречения и максимы (1665, рус. перевод 1959), в к-ром он изложил свои взгляды в форме афоризмов.
ЛАРЫ - в др.-римск. религии божества, охранявшие дом и семью. Изображения Л. помещались в особом ящике - ларарии, вблизи очага. При каждом семейном празднике Л. приносились жертвы. Римляне почитали также обществ. Л. - покровителей улиц, города и гос-ва. К ним причисляли Ро-мула, Рема, их воспитательницу Акку Ларенцию и Тита Тация. Общественным Л. посвящались алтари. Праздник в честь личных Л. носил название компиталий и проходил в январе.
ЛАС КАСАС Бартоломе де (1474-1566) - исп. историк, гуманист и церк. деятель. Участвовал в завоеваниях исп. феодалов в Америке, был епископом в Мексике. Вернувшись в Испанию, в своих трудах обличал колонизаторов, отвергал навязывание церковью религии силой. Попытка Л. К. организовать в Америке основанную на „христ. добродетелях колонию провалилась.
ЛАТЕРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ - соглашения, подписанные в Латеран. дворце 11 февр. 1929 между Ватиканом и итал. фашистским пр-вом Муссолини. Они включают 3 документа: осн. договор, по к-рому признавались независимость и суверенность гос-ва - города Ватикан; конкордат, фиксирующий отношения между пр-вом и церковью в Италии, обязанности, права и привилегии католич. церкви; финансовую конвенцию, установившую возмещение за понесенные папством в 1870 убытки в связи с упразднением церк. гос-ва - Папской области.
ЛАТЕРАНСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы.
ЛАТОНА - см. Лето.
ЛАФАРГ Поль (1842-1911) - деятель франц. и международ, рабочего движения, ученик и друг К. Маркса и Ф. Энгельса, талантливый пропагандист марксизма, в части, марксист, атеизма. В своих многочисл. работах по вопросам атеизма и религии („Происхождение и эволюция понятия души , „Вера в бога , „Миф о непорочном зачатии и др.) рассматривал происхождение и эволюцию религии, раскрывал ее клас. сущность и реакц. роль, подчеркивал, что характерной чертой религии как ф°рмы обществ, сознания является то, что она дает искаженную, фантастич. картину мира. Л. - автор талантливых антирелиг. памфлетов („Право на лень , „Пий IX в раю , „Религия капитала и др.), в к-рых разоблачал роль религии как защитницы капитализма. Он настойчиво проводил идею, что борьба против религии должна быть подчинена общим задачам революц. борьбы пролетариата и что полное преодоление религии связано с уничтожением частной собственности и эксплуатации. Атеистич. произведения Л. были переведены на рус. язык и вошли в т. 3 его сочинений (М.-Л., 1931).
ЛАФОНТЕН Жан де (1621-1695) - франц. поэт и сатирик. Проповедовал эпикурейскую этику в противоположность христ. проповеди аскетизма.
ЛЕ БРА Габриель (1891-1970) - франц. католич. социолог, основатель журнала „Архивы социологии религий . Школа Л. Б. (С. Бонне, Ф. Исамбер, Ж. Метр, Э. Пуля и др.). фиксирует упадок религии, изучая религ. сознание и поведение различных слоев населения, религ. символику, словарь и содержание католич. документов, церковь как учреждение и ее взаимоотношения с об-вом. Л. Б. оказал существ, воздействие на развитие социологии религии в капиталистич. странах.
„ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ - статья В. И. Ленина, опубликованная в 1908 в большевист. газете „Пролетарий в связи с празднованием 80-летия Л. Н. Толстого. Отмечая величие писателя, его гениальное мастерство, его выдающееся значение для рус. и мир. лит-ры, Ленин показал, что мировоззрение Толстого рельефно выразило черты историч. своеобразия первой русской буржуазно-демократической революции, отразило ее противоречия, сильные и слабые стороны. С одной стороны, Толстой - гениальный художник, беспощадно разоблачающий самодержавие, критикующий церковь, к-рая освящает самодержавие, поддерживает и оправдывает угнетение и эксплуатацию, с другой - „помещик, юродствующий во Христе , проповедующий „непротивление злу насилием, обновленную религию. В статье дан блестящий образец клас. анализа духовных явлений.
„ЛЕВИАФАН (1651) - гл. соч. англ. философа-материалиста Т. Гоббса, содержащее его учение о происхождении и сущности гос-ва. Обосновывая необходимость абсолютной власти гос-ва, Гоббс выступает решит, противником клерикализма (в особенности католического), объявляет гос-во высш. судьей в вопросах религии. В „Л. содержится рационалистам. трактовка Библии, критикуются христ. вероучение и культ, фактически отвергаются сверхъес-теств. источники религ. верований. „Л. в 17 в. был внесен в „Индекс запрещенных книг и осужден англикан. церковью. Рус. перевод (1864) был конфискован царской цензурой.
ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен (1857-1939) - франц. философ, социолог и этнограф, примыкавший к позитивист, школе Э. Дюркгейма, но занимавший самостоят, позицию. Л.-Б. пришел к выводу, что различным соц. типам соответствуют различные формы мышления. По отношению к мышлению первобытн. человека Л.-Б. употребляет понятие „коллективные представления . Эти представления принципиально отличаются от „индивид, представлений , т. к. они заимствованы не из личного жизнен, опыта, а из окружающей человека соц. среды. Они передаются из поколения в поколение и принудительно навязываются каждому члену об-ва. Таковы религ. верования, мифология, моральные правила и прежде всего - язык. Элемент, логич. законы - закон тождества, противоречий и др. — для „коллективных представлений недействительны: вместо них действует „закон сопричастности (партици-пации), идея мистич. связи явлений и т. п. „Коллективные представления , по мнению Л.-Б., не исчезают и на поздних стадиях историч. развития (в „высш. об-вах ), но здесь их удельный вес гораздо меньше, чем в „низш. об-вах : это различные проявления мистицизма и пр. Несмотря на нек-рый схематизм его теоретич. построений, Л.-Б. внес определенный вклад в исследование первобытн. мышления.
ЛЕВИН Курт (1890-1947) - нем.-амер. психолог. В учении Л. о потребности как динамич.психич. напряженной системе, стремящейся к разрядке (удовлетворению), во введенной Л. категории психич. поля (актуальной сферы окружения личности), а также в разработанной им эксперимент. методике, несмотря на известный налет идеализма и формализма, содержатся плодотворные идеи для исследования психологии религии (особенно религ. потребностей и аффектов). „Топологич. психология Л., отводя иллюзорным потребностям особое „пространство в психич. мире, повлияла на совр. бурж. психологию религии внетеологич. направления (В. Грюн, Дж. Леуба, Г. Оллпорт и др.).
ЛЕВИ-СТРОС Клод (р. 1908) - франц. этнограф-фольклорист. Осн. стимулом человеч. деятельности на всех стадиях развития Л.-С. считает стремление к познанию окружающего мира. В мифологии - как и во всех вообще видах человеч. деятельности - Л.-С. ищет одни и те же логич. законы. Область мифотворчества в трудах Л.-С. занимает большое место. Этой проблеме посвящены гл. работы Л.-С.: „Мифологики (т. 1-4, 1964-1971), „Пути масок (1975) и др. Соч. Л.-С. содержат в себе не только богатый фактич. материал, но и интересные обобщения. Недостатком работ ученого является сознат. отрыв формы от содержания, односторонний интерес к изучению „отношений вместо изучения самих реалий, отсутствие историзма.
ЛЕВИТ — третья книга Ветхого завета, содержащая различные ритуально-культовые предписания (о характере жертвоприношений, об организации жречества, о пищевых и пр. бытовых запретах и др.).
ЛЕВИТЫ - сословие низш. храм, служителей у др. евреев. Считались принадлежащими к колену (роду) Левин.
ЛЕВКИПП (ок. 500-440 до н. э.) - др.-греч. мыслитель; вместе с Демокритом является основателем атомистики, первый сформулировал закон причинности и закон достаточного основания.
ЛЕВОГЕГЕЛЬЯНСТВО (или младогегельянство) - направление в нем. философии, возникшее в результате раскола гегелевской школы после смерти философа в 1831 и развивавшееся на протяжении 30-40-х гг. 19 в. в полемике с правогегельянством. Положил начало и дал название этому направлению Д. Штраус в книге „Жизнь Иисуса . За спорами о том, как правильно понимать гегелевскую философию религии, крылись политич. противоречия. Левые гегельянцы (А. Руге, В. Бауэр, Л. Фейербах) пришли к атеизму, во многом непоследовательному, поскольку он не опирался еще на материалистич. понимание истории. Выражая взгляды поднимающейся радик. буржуазии, младогегельянцы в „Рейнской газете в 1842 выступили против существующего гос-ва и феод, реакции, против унаследованной религии и христ. ортодоксии. Присущие Л. слабости, его филос. идеализм и политич. беспомощность Маркс и Энгельс подвергли критике в работах „Святое семейство и „Немецкая идеология . В то же время они отмечали большой вклад Л., прежде всего Б. Бауэра, в решение вопроса об историч. происхождении христианства.
ЛЕГАТ ПАПСКИЙ - посол папы римск., высш. дипломатич. представитель Ватикана.
ЛЕГЕНДА (лат. legenda, букв. – то, что следует прочесть). Термин возн. в ср.-век. католицизме. Первоначально Л. — это житие святого, к-рое читалось в день его памяти, позднее - притча о животных, растениях, предметах христ. культа религ.-дидактич. содержания. В широком смысле Л. - это жанр фольклора, в основе к-рого лежит фантастич. сюжет, воспринимаемый рассказчиками и слушателями как достоверный. В каждой конкр. религии есть специфич. для нее Л. о святых, подвижниках, отшельниках и т. д.
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - нем. философ-рационалист. Л. пытался обосновать компромисс между наукой и теологией, чтобы открыть для науки возможности беспрепятств. развития. Бог в системе Л. предстает в свете деистич. концепций, понимается как интеграция точек зрения всех духовных субстанций (монад), предел их саморазвития. Христ. креационизм растворяется Л. в учении об эманации: бог излучает, порождает монады, но не вмешивается в их развитие, однажды определив согласованность сотворенных субстанций („предустановленная гармония ). В системе Л. не остается места для традиц. христ. представлений о чудесах, грехопадении и спасении, загробной жизни, личном бессмертии. В конце жизни Л. подвергался злобным нападкам со стороны духовенства.
„ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ - курс, к-рый Г. В. Ф. Гегель читал в Берлинском унте в J821, 1824, 1827 и J831, впервые опубликован в 1832. В „Л. заметно сказался консерватизм системы Гегеля. Задача философии религии оказывается апологетической: философии надлежит показать необходимость религии для достижения абсолют, истины. Однако Гегель отмечает кризис „позитивной религии и традиц. теологии, приближается к систематич. исследованию ре-лиг, комплекса, рассматривает религ. сознание, культ и общину, намечает проблематику религ. компенсации. Давая развитию религии идеалистич. интерпретацию (все религии выступают как ступени все более глубокого постижения бога), Гегель диалектически связывает этот процесс с содержанием всемирн. истории, прогрессом в сознании свободы. Фи-лос. теология, к-рую строит Гегель, далека от ортодоксии. Гегель отрицает трансцендентность и сверхразумность божества, подрывает идею откровения, объявляя бога познаваемым, исключает преображение и воскресение Христа, идею искупления заменяет примирением с действительностью. Христ. идея бога превращается у Гегеля в пантеистич. концепцию развивающейся безначальной идеи.
ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - великий вождь и учитель трудящихся всего мира, организатор КПСС и Сов. гос-ва, верный последователь идей и дел К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развивший и обогативший все сост. части марксизма, оставивший человечеству неиссякаемую сокровищницу революц. мысли. Заметное место в наследии Л. занимает критика религии, разработка проблем атеизма марксист. Л. считал религию видом духовного гнета, лежащего на народных массах, задавленных капиталом, порабощенных экономически, бесправных в политич. отношении, и решительно разоблачал ее реакц. соц. сущность. Образцом партийной критики, непримиримой враждебным марксизму филос. течениям, разоблачением связи филос. идеализма с религией явилась книга Л. „Материализм и эмпириокритицизм (1908). Обобщив новейшие открытия в естествознании, Л. вскрыл науч. несостоятельность претензий эмпириокритиков на последнее слово в философии, разоблачил идеалистич. сущность махизма, его смыкание с религией, подверг сокрушит, критике богостроительство и богоискательство. Л. разработал филос. основы науч. атеизма, показал органич. единство материалистич. философии с науч. атеизмом, идеализма - с религией. Вскрыв клас. заинтересованность буржуазии в поддержке „всяческих форм религии и „модных философских направлений , обосновав необходимость для марксистов решит, борьбы против всех и всяких „дипломированных лакеев поповщины , Л. подчеркнул значение союза философов-материалистов с естествоиспытателями-материалистами и склоняющимися к материализму для успешного развития материалистич. диалектики и самого естествознания, их совместной борьбы против идеализма и фидеизма. В трудах Л. изложена цельная и стройная программа преодоления религ. предрассудков, указаны формы и методы работы с верующими, определены характер и направленность атеистич. пропаганды в условиях перехода от капитализма к социализму. Решающее значение в преодолении религиозности придавалось им вовлечению верующих в обществ.-политич. практику, в ход „классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего (т. 17, с. 421). Л. поставил преодоление религии в неразрывную связь с клас. борьбой пролетариата, направленной на ликвидацию эксплуатат. строя, устранение „экономического рабства , а следовательно, и соц. корней религии. Им была обоснована необходимость прочного союза коммунистов с некоммунистами в самых различных областях ком-мунистич. строительства, сформулировано принцип, важности требование к пропаганде атеизма: не разъединять трудящихся, а, наоборот, укреплять единство их действий в борьбе за переустройство жизни на земле. Большое значение придавал Л. установлению действит. свободы совести. Разработанное им понятие свободы совести закреплено сов. законодательством, Конституцией СССР. Руководствуясь ленинским учением, ставшим методологией революц. мышления и революц. действия, КПСС подчиняет пропаганду атеизма задачам строительства коммунистич. об-ва. Коммунистич. партия неизменно придерживается указаний Л. о том, что „лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков (т. 38, с. 433).
ЛЕНЦМАН Яков Абрамович (1908-1967) - сов. историк античности, историк религии. Занимался вопросами истории раннего христианства. Осн. работы: „Происхождение христианства (1958), „Сравнивая евангелия (1967).
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - итал. мыслитель и художник, архитектор, скульптор, естествоиспытатель, инженер. Творчество Л. пронизано духом свободомыслия. Его взгляд на мир несовместим с идеями христианства. В основу знания Л. кладет опыт, тесно связывая его с теорией. Л. воспел человека-творца, отвечающего гуманистич. идеалам Возрождения, отразил духовное богатство личности. К вопросам „сущности бога и души Л. был равнодушен, к духовенству и отд. положениям христианства относился с иронией. В области науки предвосхитил мн. позднейшие открытия.
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891) - рус. писатель, публицист, социолог. Вслед за Н. Я. Данилевским рассматривал историю как ряд замкнутых культурно-исторических типов (егип., китайск., европейск., славянск. и т. д.), развитие к-рых идет от „первичной простоты через „цветущую сложность к стадии „упрощения , когда социальн. своеобразие исчезает и об-во гибнет. Демократию и социализм Л. отвергает, ибо они приводят, с его т. зр. к безрелигиозности. „Спасение Л. видел в идеалах византизма, к-рому присущи самодержавие, аске-тич. православие, страх перед богом, сословность и иерархизм. Он полагал, что реализовать этот идеал может Россия. Консервативн. идеи Л. используются совр. антикоммунистами. Осн. работы собраны в сб. „Восток, Россия и славянство (1-2 тт., 1885-1886).
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841) - рус. поэт и писатель. РеволюционНо-романтич. творчество Л. пронизывают мотивы бунтующего свободомыслия. В поэзии („Исповедь , „Боярин Орша , „Мцыри , „Демон и др.), прозе („Вадим ), драматургии („Испанцы , „Маскарад ) Л. развенчивает религ. идеи о бренности земной жизни, всеблагом боге, изображает монастырь тюрьмой, умерщвляющей подлинно человеч. стремления и чувства, создает образы гордых и мужественных героев, смело бросающих вызов земному и небесному деспотизму.
ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729-1781) - нем. драматург, философ-просветитель. В филос. соч. „Воспитание человеческого рода (1780) высказал мысль о том, что в будущем об-ве религия уступит место просвещенному разуму. Все религии, включая христианство, Л. рассматривал как этапы нравств. эволюции человечества по направлению к „естеств. религии , означающей торжество разума, справедливости, гуманности. В драме „Натан Мудрый (1779) Л. проводит идею необходимости веротерпимости и отстаивает право людей на свободомыслие.
„ЛЕСТВИЦА, ВОЗВОДЯЩАЯ К НЕБЕСАМ - написанное игуменом синайского монастыря Иоанном Лествичником (6 в.) наставление для монахов. Монаш. жизнь, по Иоанну, - это непрерывное восхождение по лестнице (лествице) духовного самосовершенствования, борьбы с собств. слабостями и пороками. Продвигаясь по ней, опору нужно искать в мыслях о смерти. „Л., в. к н. состоит из 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству.
ЛЕТО - в др.-греч. мифологии дочь титанов Кая и Фебы, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Образ Л. - это образ богини-матери, прославленной в детях, В др.-римск. мифологии Л. известна под именем Латоны.
ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ОТ „РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА - см. Летоисчисление религиозное.
ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ. Исходный момент Л. р. связывается с датой мифич. сотворения мира или к.-л. иного историч. или легендарного события. В Др. Египте, напр., Л. велось от первой династии фараонов; в Др. Риме - от основания Рима; у мусульман - от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (622). Летосчисления от „сотворения мира в наст. вр. придерживаются верующие в иудаизме, старообрядчестве. Совр. христианство ведет Л. с мифич. даты рождения Иисуса Христа. Л. от „рождества Христова - наиболее широко распространенная в совр. мире система летосчисления. Ок. 525 монах Дионисий Малый абсолютно произвольно „вычислил дату рождения Иисуса Христа и предложил вести Л. от этой даты. Католич. церковь приняла „расчеты Дионисия Малого и содействовала распространению его системы Л. в европ. странах. С 15 в. она уже широко вошла в практику католич. церкви, в 16 в. была принята в большинстве стран Европы. В России система Л. от „рождества Христова была введена Петром I в 1700.
ЛЕУБА Джемс (1868-1946) - прогрес. амер. психолог-религиовед. Осн. направление исследований - ложный характер релит, утешения, гносеологич. и психо-логич. корни религии. В то же время Л. верил, что можно создать согласованную с науч. знанием гуманистич. религию, к-рая могла бы стать основой новой этики.
ЛЕУВ Герардус ван дер (1890-1950) - нидерланд. протест, теолог и религиовед. Разрабатывал феноменологию религии - описание исходных форм, „идеальных типов религ. опыта („Феноменология религии , 1933), исследовал религии Др. Египта и Др. Греции.
ЛЕШИЙ - по дохрист. поверьям мн. народов - лесной дух, олицетворение хозяина лесной чащи. Христианизация не смогла вытеснить из народного сознания представления о Л., ибо последние были прочно переплетены с промыслово-хозяйств. и бытовыми нуждами крестьян. Христ. церковники распространили понимание „нечистой силы на Л., христ. черт, в свою очередь, приобрел мн. атрибуты Л.
ЛЖЕАПОСТОЛЫ - так борющиеся друг с другом раннехрист. группы называли проповедников, с к-рыми они были несогласны. Иудеохристиане, напр., считали Л. Павла. В неканонич. „Учении 12 апостолов (,Дидахе ) даются советы, как отличить апостолов от Л. В „Откровении Иоанна говорится о людях, к-рые называют себя апостолами, а на самом деле таковыми не являются.
ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ - сборник церк. документов, гл. обр. подложных, появившийся во Франции в сер. 9 в. с целью обоснования верховной власти папы во вселен, церкви и его независимости от светской власти. Л. д. проводили идею „непогрешимости папы и были положены в основу канонич. права. В средние века они широко использовались папством в борьбе за верховенство над светскими государями Зап. Европы. Составитель Л. д. - неизвестное лицо, скрывшееся под псевдонимом Исидора Меркатора, - включил в сборник свыше ста посланий, декреталий пап, т. н. Константинов дар и др. документы, подложность к-рых была неопровержимо доказана в нач. 15 в.
ЛИ Генри Чарлз (1825-1909) - амер. историк, автор четырехтомной истории исп. инквизиции, основанной на первоисточниках. Его перу принадлежит также ряд др. работ по ср.-век. истории папства и католич. церкви.
ЛИБЕРАЛИЗМ - бурж. движение и идеология; возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается индивид как субъект и высш. инстанция всякой деятельности, гос-во должно быть подчинено интересам индивида. За этим требованием крылась борьба буржуазии против феод, политич. привилегий. Л. свойственны вера в прогресс и требование терпимости. На протяжении 19 в. христ. церковь в целом . выступала против Л. с позиций феод. реставрации. „Культур-кампф в бисмарковской Германии был столкновением Л. с ультрамонтанством. Как реакция на идеи Просвещения в 19 в. в протестантизме возникла т. н. либеральная теология. Основываясь на учении Ф. Шлейермахера, либеральные теологи (Ритчль, Гарнак, Трёльч) поставили вопрос о соотношении откровения с историей. К Библии был применен историко-критич. метод. В историч. аспекте рассматривалось соотношение религии и культуры. Бурж. прогресс оценивался как путь к осуществлению „царства божьего , в христианстве подчеркивалась этич. доктрина. В условиях общего кризиса империализма либеральная теология теряет влияние. Как ее отрицание в 20-х гг. возникает теология кризиса.
ЛИБЕРАЛЬНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - течение в католицизме, к-рое стремилось примирить в различных странах Зап. Европы либеральные бурж. институты и католич. доктрину. В 19 в. в Англии была создана церковь, в доктрине к-рой сочетались теологич. и масонские элементы с нек-рыми ритуальными формами католич. литургии.
ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН - см. Военно-монашеские ордены.
ЛИВШИЦ Гилер Маркович (1904-1983) - сов. ученый, доктор историч. и филос. наук; автор мн. книг и брошюр по истории религии и свободомыслия, по вопросам марксистско-ленинского атеизма. Осн. работы: „Очерки историографии Библии и раннего христианства (1970); „Атеизм русских революционных демократов (1979), „Критика идеализма и религии в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса (1981).
ЛИЛИТ (евр. „ночная ) - ночной дух (позднее - привидение), являющийся спящим в виде прекрасной женщины. Упоминается в др.-вавилон. заклинаниях. В Талмуде Л. фигурирует как первая жена Адама.
„ЛИМОНАРЬ , или „Луг духовный - соч. греч. монаха Иоанна Мосха (ум. в 622), собравшего массу повествований о жизни христ. подвижников, а также их изречения и нравоучения. Л. послужил одним из первоисточников для др. агиографич. сочинений, напр, патериков.
ЛИНГАЯТЫ (санскр. - носящие лингу) - последователи одной из сект в индуизме, возникшей в 12 в. в Юж. Индии. Л. почитают Шиву в виде фаллич. символа - линги, отвергают догмат о переселении души, посты, жертвоприношения и паломничества, не признают авторитета Вед и брахманов, кастовых различий.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МИФОЛОГИИ - создана в 19 в. англ. санскритологом-индологом М. Мюллером. Опираясь на успехи науч. сравнительного индоев-роп. языкознания и реконструкции др.-европ. мифологии, М. Мюллер обосновал Л. т. возникновения мифов, к-рые якобы возникли в результате „болезни языка (термин М. Мюллера). Вследствие бедности др. языков человек обозначал различные явления одними и теми же словами; когда первоначальное значение слов забывалось, люди начинали считать отд. слова особыми существами, олицетворяя таким образом различные явления в виде богов. Эту теорию отстаивали ученые А. Кун, Э. Мейер, Ю. Белох. Она сыграла в свое время положит, роль в систематич. изучении мифов. Ее методологич. порок - отсутствие конкр.-историч. анализа содержания мифов, отражения в них обществ, отношений.
ЛИОНСКИЕ БЕДНЯКИ - см. Вальденсы.
ЛИОНСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы.
ЛИОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРПОВЕДИ ВЕРЫ - основано в 1 815 в Лионе (Франция) с целью сбора средств для деятельности католич. миссий. В наст. вр. штаб-квартира об-ва находится в Риме. Об-во управляется международ, комитетом.
ЛИППЕРТ Юлиус (1839-1909) - нем. историк и этнограф. В возникновении религии Л. гл. значение придавал эмоциям перво-бытн. человека, особенно страху смерти. Анимизм и предков культ лежат, по Л., в основе всех позднейших религий.
ЛИТАНИЯ (греч.) - в католич. культе - краткая молитва, к-рая поется или читается во время торжеств, релит, процессий.
ЛИТИЯ (от греч. lite - усердная молитва) - часть всенощного богослужения накануне церк. праздников. Вошла в церк. практику в Византии и представляла собой обращение к богу о даровании победы над врагами или благодарение за окончание обществ, бедствий. Совершается также во время похорон, поминовения умерших и во время крестных ходов.
ЛИТУРГИКА - богосл. дисциплина в католицизме и православии, в к-рой на основании различных историко-теологич. данных доказывается необходимость и обязательность богослужений как важнейшего средства общения человека с богом. Из общего понятия о богослужении выводятся и его осн. задачи: догматико-церковная, сводящаяся к пропаганде вероучения; нравственная, обосновывающая непреходящее значение христ. морали; таинственная, требующая строгого соблюдения верующими таинств и связанных с ними обрядов и праздников. Л. ставит своей задачей обосновать необходимость таких сост. частей богослужения, как молитвы, песнопения, чтение Библии, церк. поучения, совершение таинств, дает правила проведения богослужений, среди к-рых первое место занимает литургия.
ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia - богослужение), у православных - обедня, у католиков — месса — гл. христианское богослужение, во время к-рого совершается таинство причащения. Состоит из трех частей: проскомидии, Л. оглашенных (см. оглашение), на к-рой разрешается присутствовать всем желающим, и Л. верных - только для тех, кто принял крещение. Во время Л. совершаются разл. ритуалы, молитвы, поются духовн. песнопения, читается проповедь и т. д. Церковь называет Л. „таинством таинств , утверждая, что она установлена якобы самим Иисусом Христом на тайной вечере. В рус. православии существует три чина Л. - Л. Василия Великого, Григория Двоеслова, или преждеосвященных даров, и Иоанна Златоуста, к-рые разработали порядок ее совершения. Л. проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественск. постов проводить Л. запрещается. Духовенство использует Л. как действенное средство усиления религ. влияния на верующих.
ЛОГИИ (греч. - речения) - высказывания (речения), приписываемые Иисусу Христу, записи к-рых на папирусах были найдены в Египте (в Оксиринхе) в 1897 и 1904. Судя по тому, что удалось прочесть, среди найденных Л. есть речения, частично или полностью не совпадающие с традицией евангелий Нового завета. Записи их относятся к кон. 2 в. - нач. 3 в., но сам такст Л. более древний. Написаны они по-гречески. Часть найденных в Оксиринхе Л. встречается в гностич. Евангелии от Фомы: одно речение входило в евангелие иудеохристиан. Речения начинаются словами: „Говорит Иисус , что свидетельствует об определенном стилистич. единстве Л. По-видимому, Л. - самостоят, и независимое от канонич. евангелий собрание речений, к-рые долго были в ходу у разных христ. групп. Нек-рые Л. сохраняют др. устную традицию. Изучение Л. дает дополнит, материал для критики текста Нового завета и позволяет сделать вывод о наличии разных течений в раннем христианстве.
ЛОГИНОВ Михаил Осипович, Антон (1882-1963) - сов. публицист, пропагандист атеизма. В 20-е гг. участвовал в диспутах с представителями духовенства, разоблачал контрреволюц. деятельность церковников, вскрывал антинауч., реакц. сущность религии, клас. смысл религ. морали. Л. - автор мн. статей и брошюр по вопросам атеизма и религии.
ЛОГОС (от греч. logos - слово, понятие, разум) - категория, широко употреблявшаяся в античной и ср.-век. философии и имевшая различное содержание в конкр. филос. и религ. учениях. Так, напр., Гераклит Эфесский понимал под Л. всеобщую (мировую) закономерность, разумную основу мира. По мнению Аристотеля, существуют внутренний (невысказанные мысли) и внешний Л. (слово как высказанная мысль). Философы-стоики считали, что Л. — это то, что присутствует во всех вещах и способствует их развитию. Термин „логос широко употреблялся и философами-гностиками, в т. ч. и гностич. сектами христиан, к-рые утверждали, что Л. - это бог-сын (Христос), посредник между богом-отцом и сотворенным им „миром видимым и невидимым , „голос божий и мудрость . Отголосок этих верований особенно силен в Евангелии от Иоанна, к-рое изображает Иисуса как воплощение Л., явившееся для того, чтобы открыть людям план мира и просветить их. В этом же смысле концепцию Л. использовали „отцы церкви - представители патристики. Ср.-век. схоласты пытались объединить концепции Л. „отцов церкви и Аристотеля.
ЛОЗИНСКИЙ Самуил Горациевич (J874-1945) - сов. историк. Осн. работы посвящены истории средневековья и Нового времени. Ряд исследований Л. написаны по истории католич. церкви и папства, среди них книги: „Святая инквизиция (1927), „История папства (1934) идр,
ЛОЙОЛА Игнатий (14917-1556) - основатель ордена иезуитов. Мелкий исп. дворянин. Был офицером, но после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению католич. церкви. В 1534 Л. и 6 его единомышленников образовали об-во, к-рое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества пап и католич. церкви. В 1540 созданная им орг-ция была утверждена папой Павлом III как монаш. орден, ставший затем гл. орудием католич. контрреформации. За заслуги перед церковью Л. был канонизирован в 1622.
ЛОКАЯТА, чарвака - одна из др. инд. филос. систем материализма. Ранние сведения о Л. содержатся в будд, канонич. текстах, ведах, в др.-инд. эпосе. По учению Л., Вселенная и все сущее произошло естеств. путем, без вмешательства потусторонних сил. 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух — вечны и являются первоосновой всего существующего. Сложные формы жизни происходят путем длительной эволюции из простейших. Сознание представляет особую комбинацию материальных элементов. Единств, источником достоверного познания является чувственное восприятие. Человек живет только один раз. Поэтому должен думать не о своей будущей, а о текущей жизни. Он должен стремиться жить счастливо, удовлетворять свои разумные потребности и интересы. Религия несостоятельна и вредна, бог - выдумка богатых людей для обмана бедных. Источник зла связан с жестокостью и несправедливостью в об-ве. Отрицая всю систему религ. представлений, существование потустороннего мира и души, а в связи с этим и переселение души, Л. резко выступала против учения о карме и кастового деления.
ЛОКК Джон (1632-1704) - англ. философ. Критиковал теорию врожденных идей, и прежде всего идею бога, видя в последней плод воспитания, осуществляемого в интересах тех, кто желал бы властвовать от его имени. Механи-стич. характер материализма Л. приводит его к допущению существования бога как причины движения материи. Л. — сторонник „естеств. религии , близкой к деизму. Отстаивал необходимость отделения церкви от гос-ва и умеренной веротерпимости, к-рую не распространял на католиков и атеистов.
Читайте: |
---|