Статистическое зазеркалье
Атеистическое движение - Религиоведение |
Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу религиозной ситуации в России. Владимир Владимирович сообщил, что в России с ее 145-миллионным населением подавляющее большинство - православные христиане. Это примерно 130 миллионов человек. И для нас возрождение России связано, прежде всего, с ее духовным возрождением .
Не может не радовать, что население России с последней переписи населения от 9 октября 2002 года не уменьшилось - как было 145,2 миллиона человек, так, видимо, и осталось. Возрождение России, безусловно, связано с её духовным возрождением - тут и захочешь, ан нет, не поспоришь. Но - увы! - абсолютно непонятно, откуда в нашей с вами, уважаемые читатели, многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации взялось 130 миллионов православных граждан.
Согласно опросу Фонда Общественное мнение (17-18 августа 2002 года), в России считают себя [1] православными 58% населения (около 84,2 млн. чел.) [2] . Настораживает, пожалуй, что практически никогда не причащаются и не соблюдают постов, соответственно, 72% и 81% населения России [3] . Тем не менее, 84 миллиона - это, извините за банальность, не 130 миллионов.
Помнится, году этак в 1929-м на одном из московских заводов при проведении социологического исследования из двенадцати тысяч анкет было возвращено восемь тысяч - рабочие не желали говорить о своей вере. Из возвращенных анкет выяснилось, что 10% респондентов объявили себя верующими, соответственно, социологи рапортовали о том, что 90% рабочих столицы свободны от религиозного дурмана [4] . Современная история с подсчетами российской религиозности, как нам кажется, по степени достоверности зеркально отражает подобную ситуацию.
Проблема подсчета религиозности неразрывно связана с проблемой её, религиозности, определения. Исходя из понятия о, так сказать, этнических православных [5] или, скажем, этнических мусульманах [6] , мы можем насчитывать множество верующих различных конфессий, но вряд ли это множество будет иметь отношение к реальности. Если же определять религиозность по самоидентификации, мы сталкиваемся с проблемой, когда люди определяют себя, скажем, православными, имея в виду отнюдь не пресловутую конфессиональную принадлежность , но, скорее, принадлежность к историко-культурной традиции.
Как верно указывают Сергей Филатов и Роман Лункин [7] в своем недавнем исследовании, расширение критериев религиозности может привести нас к тому, что православными мы будем вынуждены признать людей, которые - утрируя, - не ходят в церковь, не причащаются и не постятся, но, при всём при этом идентифицируют себя в качестве православных [8] . Какие же это, извините за выражение, православные?
Указанные выше проблемы можно проиллюстрировать на примере недавно проведенного кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова социологического исследования религиозности во Владимирской области [9] . Прежде всего, обратим внимание на то, что к верующим относят себя 58,7% респондентов, а православными считают себя 63,3% опрошенных [10] (что подтверждает наш тезис о понимании православия скорее как культурной традиции, а не конфессиональной принадлежности). Считают, что Бог существует 45,3% респондентов, верят в бессмертие души - 39,4% [11] . Опять же из числа верующих 36,2% вообще не совершают никаких религиозных обрядов, 46,3% верующих никак не участвуют в религиозном воспитании в семье. Группа относящих себя к православным, верящим в Бога и в бессмертие души, отмечающих хотя бы главные религиозные праздники, регулярно молящихся и посещающих церковь не реже одного раза в месяц, по данным исследования, составляет 7,7% респондентов [12] .
В каком статистическом зеркале православные составляют 130 миллионов человек - совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать церковное, понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от 5 до 12 миллионов человек [13] .
К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман - в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России. Остается надеятся, что профессиональное религиоведческое сообщество как-то наконец отреагирует на магию цифр [14] и начнет предоставлять корректные и проверенные сведения о российской религиозности - сведения, отраженные не в кривых зеркалах политической необходимости, но в чистом зеркале академической науки. Но это уже, как говорится, совсем другая тема.
Читайте: |
---|