Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЛОЛ - ЛЮЦ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЛОЛЛАРДЫ (от англ. lollard - бормочущий, тихо молящийся) - сторонники антикатолич. ереси в Англии 14 — 15 вв., выражали интересы крестьянства и горо­жан. Вслед за Дж. Уиклифом Л. требовали отмены привилегий ка­толич. церкви, барщины, десяти­ны и налогов, секуляризации церк. имущества. Среди Л. в 15 в. выявилось 2 направления: бюр­герское, или уиклифитское, ог­раничивавшее свою программу ре­формой церкви и секуляризацией церк. собственности; крестьянско-плебейское, выдвигавшее в до­полнение к этому идею общности имущества. Движение Л. сыграло роль в подготовке крестьян, вос­стания Уота Тайлера (1381), англ. Реформации, оказало влияние на соц. движения в др. странах.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) - рус. ученый-мате­риалист, естествоиспытатель, по­эт. Сделал много открытий в раз­личных науках. Наиболее значит, открытие - закон сохранения ве­щества и движения, нанесший сокрушит, удар по религ. представ­лениям о божеств, сотворении ми­ра. Л. отстаивал учение о материи, движении и их законах, атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и движения атомов. Раз­деляя тогдашние механистич. пред­ставления, наделявшие материк такими свойствами, как протяжен­ность, непроницаемость и „дели­мость на нечувствительные части , считал, что она обладает еще си­лой инерции и движением. Благо­даря такому воззрению, объясне­ние разнообразия мира приобре­тало материалистам, основу. В ово их материалистич. выводах опи­рался на двойств. истины теории. Как ученый, просветитель, Л. 6оролся за освобождение науки от опеки церкви, подвергая сомнению библ. мифы и религ. обряды.

„ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДА­НИЕ - принято в 1644 в Англии „частными баптистами , отошед­шими от анабаптистов и считав­шими, что искупит, жертва Христа принесена лишь за избранную часть человечества, вследствие че­го ограничивалось число „спасен­ных . „Л. и. признало ошибочной доктрину анабаптистов и наряду с признанием баптист, таинств по­ложило в основу своей церк. прак­тики кальвинистское вероучение. Политич. программа его последо­вателей сводилась к требованию свободы совести и отделения церк­ви от гос-ва, что навлекло на них преследование со стороны Кром­веля в период его протектората (1653-1658).

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958) - правосл. богослов, отстаивал идею упрочения религи­озности посредством борьбы с ма­териализмом и атеизмом. Высту­пал за приспособление богословия к условиям современности.

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870—1965) - рус. религ. фило­соф. С 1922 — в эмиграции. Свою онтологич. концепцию, близкую к платонизму и лейбницианству, Л. назвал „персоналистическим идеал-реализмом ; в гносеоло­гии - ведущий представитель интуитивизма в России. Перво­основа действительности, по Л., представляет собой органическую систему взаимодействующих иде­альных личностей, „субстанцио­нальных деятелей , сотворенных сверхмировым началом - богом. Объекты реальности познаются с помощью чувственной и интел­лектуальной интуиции, а бог, его свойства и деяния - с помощью интуции мистич., через религ. опыт и откровение. Спиритуалистич. фи­лософия Л. - одна из попыток обосновать христ. миропонимание. Соч.: „Обоснование интуитивизма (1906), „Мир как органическое целое (1917), „История русской философии (1951).

ЛОТ - в библ. мифологии племян­ник Авраама, к-рого бог пощадил вместе с семьей при разрушении грешного города Содома. Жена Л. нарушила запрет глядеть на горя­щий город и превратилась в со­ляной столб. Дочери Л., желая чтобы было потомство у их отца, напоили его допьяна и зачали от него сыновей, Моава и Аммона - родоначальников племен моавитян и аммонитян.

ЛОУКОТКА Иржи (1925-1981) - чешек, философ-марксист, в 1972-1981 - директор Ин-та научн. атеизма АН ЧССР в г. Брно. Л. внес большой вклад в развитие в Чехословакии теории научно­го атеизма и атеистич. воспита­ния, в критику ревизионизма и оппортунизма.

ЛУКА — согласно христ. преда­нию, последователь и спутник апостола Павла, по профессии — врач. Ему приписывается церко­вью авторство одного из 4-х ка­нонических евангелий и новоза-ветн. книги ,Деяния апостолов , датируемых 2 в.

ЛУКАЧЕВСКИЙ Александр Ти­мофеевич (1893-1943) - пропа­гандист и организатор науч.-атеистич. работы в СССР, автор ряда пе­чатных трудов по религиоведению и истории религий. С 1926 по 1937 - зам. председателя Союза воинств, безбожников, зам. от-ветств. редактора журнала „Анти­религиозник , зам. председателя Интернационала пролетарских сво­бодомыслящих.

ЛУКИАН из Самосаты (ок. 120-ок. 190) - греч. писатель-сати­рик, последний представитель ан­тичного атеизма, „Вольтер класси­ческой древности (Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч., т. 22, с. 469). Усво­ил материалистич. идеи Эпикура. Обличал равно политеизм и хри­стианство. В соч. ,,О смерти Пере­грина сатирически описал быт и нравы христиан, их представле­ния о бессмертии души и загроб­ном воздаянии. Соч. Л. были по­пулярны среди вольнодумцев Воз­рождения и Просвещения.

ЛУКМАН Томас (р. 1927) - зап.-герм. социолог, один из гл. представителей феноменологии, направ­ления в социологии. Наиболее из­вестная его книга по социологии религии - „Невидимая религия (1967). В ней Л. утверждает, что институциональные, церк. формы не исчерпывают религиозности. Каждый человек, по Л., в процес­се социализации „трансцендирует свою биологич. природу, и этот процесс объявляется Л. „всеоб­щей социальной формой религии . Т. о., Л. выводит религию из при­роды человека и тем самым уве­ковечивает ее.

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н. э.) - др.-римск. философ-атомист, автор памятни­ка материалистич. и атеистич. мыс­ли древности - поэмы „О природе вещей . Развивая учение Эпикура, Л. обобщил атеистич. представле­ния о происхождении религии, ви­дя в ней плод человеч. невежества и страха перед грозными явления­ми  природы, выражение страха смерти. Признавал „богов в каче­стве прекрасных „образов , оби­тающих в междумировых прост­ранствах,  но  никак не воздей­ствующих на людей и их судьбы. Л. развил подробную аргумента­цию против античных религ. пред­ставлений,  исходя прежде всего из    социальной и нравственной вредности религии. Путь к прео­долению религии Л. усматривал в просвещении.

ЛУЛЛИЙ Раймунд (ок. 1235 - ок. 1315) - исп. теолог и миссио­нер, философ-мистик, представи­тель ср.-век. реализма. Л. борол­ся с аверроизмом (см. Ибн Рошд) по вопросу о двойств, истине, до­казывая возможность полного сли­яния философии с теологией. Вы­сказал идею логич. машины (уст­ройства для выполнения логич. операций), с помощью к-рой наде­ялся доказать все истины христи­анства.

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Василь­евич (1875-1933) - сов. обществ, и гос. деятель, внесший значит, вклад в развитие сов. культуры и пропаганду науч. мировоззрения. В 1917-1929 был наркомом просвещения. В идейн. эволюции Л. были   серьезные   ошибки.   Так, в филос. работах дооктябрьского периода он отстаивал теорию бого­строительства, в основе к-рой бы­ла идея совместимости марксизма с эмпириокритицизмом и религи­ей.  Несостоятельность религ.-фи­лос. исканий Л. была показана В. И. Лениным в книге „Материа­лизм и эмпириокритицизм и др. работах. После Великой Октябрь­ской социалистич. революции Л. последовательно отстаивал ленин­скую  линию  бескомпромиссной борьбы с религ. предрассудками. В его работах вскрывается про­тивоположность     материалистич. и идеалистич. мировоззрения, нау­ки и религии, освещаются важ­нейшие вопросы истории религии, выявляются ее сущность, проис­хождение и соц. назначение. Много внимания Л. уделял критике ре­лиг. концепции по вопросам куль­туры и морали. Огромное значение имела практич. деятельность Л. для разоблачения религ. вероуче­ния,  утверждения  науч.-материа-листич. мировоззрения и комму-нистич. нравственности. Осн. тру­ды:   „Идеализм  и материализм. Культура буржуазная и пролетар­ская (1923), „Наука. Искусство. Религия     (1923),   „Беседы   по марксистскому миросозерцанию (1924).

ЛУНИН Михаил Сергеевич (1787 - 1845) - рус. революционер, де­кабрист. Сослан в Сибирь. В „Пись­мах из Сибири (вт. пол. ЗО-х гг.) и др. произведениях Л. выступил с резкой критикой российских порядков, самодержавия и право­славия, в к-рых видел тормоз развития России; борьба сними - задача всего рус. об-ва. Важную роль в этой борьбе Л. отводил католицизму (принял католиче­ство в 1816-1817), считая его более „прогрессивной по сравне­нию с православием религией. Однако католицизм не определял его политич. взглядов.

ЛУПЕРКАЛИИ   -   в   Др.   Риме празднества с жертвоприношения­ми в честь Фавна, одно из прозвищ к-рого как бога стад, охранителя их от волков было Луперк (от лат. lupus - волк).

ЛУРД - небольшой город во Франции, один из центров палом­ничества католиков. По церк. вер­сии, здесь в 1858 14-летней Бернадетте Субиру явилась богородица. Забивший в одном из гротов ключ наряду с др. лурдскими ис­точниками был объявлен чудодей­ственным. Слухи о якобы про­исходивших в Л. „чудесных исце­лениях, к-рые, как правило, были вымышленными, стали привлекать туда множество жаждущих излече­ния людей. Католич. церковь полу­чила благодаря этому возможность не только приумножить свои дохо­ды, но и усилить религ. пропаган­ду, идеологич. воздействие на массы. Л. и поныне остается од­ним из центров религ. пропаган­ды, беззастенчивой спекуляции на чувствах верующих и человеч. страданиях.

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир (ок. 1634-1689) - польско-литовск. материалист и атеист. В трактате „О несуществовании бога Л. объ­явил бога плодом фантазии, а в ка­честве единств, реальности призна­вал материальный мир. Отрицал бессмертие души и доводы теоло­гов о врожденности религ. идей. Высш. авторитетом в вопросах познания считал разум. Объясняя происхождение религии, утверж­дал, что определенные обществ, силы заинтересованы в невежестве масс. За атеистич. взгляды Л. был приговорен варшавским сеймом к сожжению на костре.

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ - одна из осн. религ.-нравств. обязанно­стей христианина, сформулиро­ванная в виде божеств, заповеди, к-рая зафиксирована как в Вет­хом завете (Лв. 19:18),так и в Но­вом завете (Мф. 22:39). Челове­колюбие рассматривается христи­анством как производное от бого-любия, что означает отстаивание ложного тезиса о примате религии по отношению к морали. Соц. смысл этой заповеди глубоко ре­акционен - с ее помощью духо­венство стремилось и стремится примирить угнетенных с угнетателями, эксплуатируемых - с экс­плуататорами, бедных - с бога­тыми. Не имеет она и подлинной нравств. ценности, поскольку вы­ведена из убеждения в сверхъестеств. истоках человеколюбия. Центр, идеей христ. Л. к б. являет­ся требование любви к врагам: „Любите врагов ваших, благослов­ляйте проклинающих вас, благо­творите ненавидящим вас и моли­тесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). В эксплуатат. об-ве данное требование затруд­няет трудящимся борьбу с клас. врагами, а в условиях социализ­ма мешает борьбе против врагов Отечества и антиобществ, элемен­тов. Сама церковь никогда не ру­ководствовалась в своей деятель­ности заповедью Л. к б. и не про­являла любви к врагам: жестоко преследовала инакомыслящих ере­тиков, провоцировала и вела кро­вавые религ. войны и кресто­вые походы, сеяла в умах и серд­цах своих приверженцев злобу и ненависть к иноверцам.

ЛЮБУШКИНО СОГЛАСИЕ - те­чение в беспоповщине (старооб­рядчество) , возникшее в кон. 19 в. Вероучение Л. с. отличалось уме­ренностью. Наряду с этим в нем отрицался законный брак в связи с отсутствием „истинных священ­ников. Разрешалось вступать в со­жительство по любви и согласию (отсюда название).

„ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КО­НЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦ­КОЙ ФИЛОСОФИИ - работа Ф. Эн­гельса, впервые опубликована в журнале „Neue Zeit за 1886. Рассматривая роль диалектики Ге­геля и материализма Фейербаха как теоретич. источников марк­сист, философии, Энгельс дал систематич. изложение основ диалектич. и историч. материализма, уделил значит, внимание исследо­ванию и критике религии. Анализ Энгельсом осн. вопроса филосо­фии выявил единство мировоз-зренч. позиции идеализма и ре­лигии, материализма и атеизма. Еще в ср.-век. схоластике, отмс­тил Энгельс, вопрос ,,о том, что является   первичным:   дух   или природа... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир  богом  или  он существует от века? (т. 21, с. 283). Рассмат­ривая гносеологич. и психологич. механизмы развития религ. пред­ставлений, Энгельс указывает на относит, самостоятельность рели­гии в отношении экономии, базиса. Энгельс отличает „стихийно воз­никшие племенные и националь­ные  религии ,  к-рые  „не  име­ли пропагандистского характера , от „более или менее искусственно возникших мир. религий - буд­дизма,   христианства   и   ислама, отразивших   своим  возникнове­нием и важнейшими моментами эволюции „великие исторические повороты . Отмечая способность религии придавать религ. окраску общим историч. движениям, Эн­гельс подчеркивает, что „это объ­ясняется не свойствами человечес­кого  сердца  и  не религиозной потребностью человека... но всей предыдущей историей средних ве­ков, знавших только одну форму идеологии: религию и теологию (т. 21, с. 294). Значит, внимание уделяется Энгельсом роли естест­вознания в обосновании материа-листич. мировоззрения, особенно 3 великим открытиям естество­знания 19 в.: открытию клетки, закона сохранения энергии и дар­виновской     теории     эволюции видов.

ЛЮДИ ПЯТОГО ЦАРСТВА - воз­никшая в 17 в. в Англии религ. секта, ответвление милленариев. Проповедовала наступление „пято­го царства , т. е. тысячелетнего божьего царства, к-рое трактова­лось как царство справедливости и равенства без светских властей. Последователи этой секты (в основ­ном крестьяне и городская бедно­та)   попытались во время ант. бурж. революции осуществить нек-рые радик. реформы, напр, осво­бождение бедняков из долговых тюрем, оказание им гос. помощи, отмену десятины и др. Эти по­пытки потерпели неудачу. В нач. 60-х гг. 17 в. секта распалась.

„ЛЮДИНА I  CBIT (укр. - „Че­ловек и мир )   - ежемесячный науч.-популярный атеистич. жур­нал об-ва „Знание Украинской ССР. С 1960 издавался под наз­ванием „Войовничий атеіст („Во­инствующий атеист ), с 1965 - „Людина i світ . В журнале под­вергается критике религ. идеоло­гия, освещаются теоретич. вопро­сы науч. атеизма, практика ате­истич. воспитания, пропагандиру­ются марксист.-ленинское атеис­тич. наследие, сов. образ жизни, но­вые сов. традиции, праздники и об­ряды.

ЛЮСТРАЦИИ - см. Очиститель­ные обряды.

ЛЮТЕР Мартин   (1483-1546)  - один из вождей Реформации, ос­новоположник лютеранства. При­зывал к борьбе против папства и католич. иерархии, его 95 тези­сов стали сигналом начала реформ, движения (1517). Возглавил бюр­герски-умеренную партию в ходе Крестьянской войны в Германии; предал князьям народное движе­ние. Теологич. обоснованием борь­бы против католич. церкви было его учение об ,,оправдании верой , о предопределении, образовавшее догматич. основу лютеран, церкви. Отрицал   непогрешимость   реше­ний  соборов,  церк.  „предания в пользу откровения как источ­ника веры.  Разум может толь­ко подготавливать веру, но от­крывают  человеку бога только вера и Библия. Перевод на нем. язык Библии Л. имел значение не только для развития протестан­тизма,   но   и   для  утверждения норм нем. литературного языка. Деятельность Л. пр своему зна­чению выходит за рамки чисто религ.   реформаторства.   Сожже­ние Лютером папской буллы об его отлучении от церкви в 1520 стояло в ряду тех событий эпохи Возрождения, к-рые знаменовали собой освобождение от духовной диктатуры церкви, религ. догма­тизма и средневек. авторитарнос­ти мышления.

ЛЮТЕРАНСТВО - доктрины, при­знаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности  как одна из разновидностей протестантизма. Лю­теран, вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, уси­лиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь - Меланхтона, к-рый из­ложил основы учения в „Аугсбургском исповедании и „Апо­логии Аугсбургского исповеда­ния . Кроме них в своего рода св. книгу лютеран - „Книгу согла­сия (1580) - вошли „Шмаль-кальденские статьи , лютеровские „Малый катехизис и „Большой катехизис , а также „Формула согласия . Л. как бурж. разно­видности христианства свойствен­но понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об „оправдании верой , а не „делами , в противо­вес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только „св. писание , отвергая „св. преда­ние . Осуждение монашества, без­брачия духовенства связано с пред­ставлениями о том, что не в бегст­ве от „мира , а в „мирской сво­ей деятельности должен искать человек пути спасения и служе­ния богу. Л. сохранило 2 таинст­ва - крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В уче­нии о „двух царствах было проведено разграничение „закона и „евангелия , т. е. признана само­стоятельность гос-ва по отноше­нию к церкви, к-рая ставилась в за­висимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между   различными   течениями, в особенности большую роль сы­грали в 17-18 вв. „лютеран, ортодоксия и пиетизм. В 19 в. после поражения Франц. рево­люции в лютеран, теологии скла­дываются консервативное и либе­ральное направления, развиваю­щиеся под знаком реакции на Просвещение. Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сна­чала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт, и сканди­нав, странах. Л. получило рас­пространение также в Сев. Аме­рике. В наст, в р. в мире насчиты­вается 75 млн. лютеран (пример­но 10% христиан). 192 лютеран, церкви, представленные на разных континентах, являются самостоя­тельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церк­вей ФРГ и ГДР; в Дании - 4,5 млн., Норвегии - 3 млн., Швеции - 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. мень­шинство. Примерно 7 млн. люте­ран - в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лю­теран, церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет пос­ледователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

ЛЮЦИФЕР - то же, что Сатана.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Словарь Атеиста:

ЖЕН - ЖУР

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ - пробле­ма, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, рас­крывающем сущность религ. пред­ставлений о Ж. Согласно им, Ж. - существо неполноценное, создан­ное богом для подчинения му...

Авторизация



Движение атеизма:

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...