ЛОЛ - ЛЮЦ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЛОЛЛАРДЫ (от англ. lollard - бормочущий, тихо молящийся) - сторонники антикатолич. ереси в Англии 14 — 15 вв., выражали интересы крестьянства и горожан. Вслед за Дж. Уиклифом Л. требовали отмены привилегий католич. церкви, барщины, десятины и налогов, секуляризации церк. имущества. Среди Л. в 15 в. выявилось 2 направления: бюргерское, или уиклифитское, ограничивавшее свою программу реформой церкви и секуляризацией церк. собственности; крестьянско-плебейское, выдвигавшее в дополнение к этому идею общности имущества. Движение Л. сыграло роль в подготовке крестьян, восстания Уота Тайлера (1381), англ. Реформации, оказало влияние на соц. движения в др. странах.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) - рус. ученый-материалист, естествоиспытатель, поэт. Сделал много открытий в различных науках. Наиболее значит, открытие - закон сохранения вещества и движения, нанесший сокрушит, удар по религ. представлениям о божеств, сотворении мира. Л. отстаивал учение о материи, движении и их законах, атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и движения атомов. Разделяя тогдашние механистич. представления, наделявшие материк такими свойствами, как протяженность, непроницаемость и „делимость на нечувствительные части , считал, что она обладает еще силой инерции и движением. Благодаря такому воззрению, объяснение разнообразия мира приобретало материалистам, основу. В ово их материалистич. выводах опирался на двойств. истины теории. Как ученый, просветитель, Л. 6оролся за освобождение науки от опеки церкви, подвергая сомнению библ. мифы и религ. обряды.
„ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ - принято в 1644 в Англии „частными баптистами , отошедшими от анабаптистов и считавшими, что искупит, жертва Христа принесена лишь за избранную часть человечества, вследствие чего ограничивалось число „спасенных . „Л. и. признало ошибочной доктрину анабаптистов и наряду с признанием баптист, таинств положило в основу своей церк. практики кальвинистское вероучение. Политич. программа его последователей сводилась к требованию свободы совести и отделения церкви от гос-ва, что навлекло на них преследование со стороны Кромвеля в период его протектората (1653-1658).
ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958) - правосл. богослов, отстаивал идею упрочения религиозности посредством борьбы с материализмом и атеизмом. Выступал за приспособление богословия к условиям современности.
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870—1965) - рус. религ. философ. С 1922 — в эмиграции. Свою онтологич. концепцию, близкую к платонизму и лейбницианству, Л. назвал „персоналистическим идеал-реализмом ; в гносеологии - ведущий представитель интуитивизма в России. Первооснова действительности, по Л., представляет собой органическую систему взаимодействующих идеальных личностей, „субстанциональных деятелей , сотворенных сверхмировым началом - богом. Объекты реальности познаются с помощью чувственной и интеллектуальной интуиции, а бог, его свойства и деяния - с помощью интуции мистич., через религ. опыт и откровение. Спиритуалистич. философия Л. - одна из попыток обосновать христ. миропонимание. Соч.: „Обоснование интуитивизма (1906), „Мир как органическое целое (1917), „История русской философии (1951).
ЛОТ - в библ. мифологии племянник Авраама, к-рого бог пощадил вместе с семьей при разрушении грешного города Содома. Жена Л. нарушила запрет глядеть на горящий город и превратилась в соляной столб. Дочери Л., желая чтобы было потомство у их отца, напоили его допьяна и зачали от него сыновей, Моава и Аммона - родоначальников племен моавитян и аммонитян.
ЛОУКОТКА Иржи (1925-1981) - чешек, философ-марксист, в 1972-1981 - директор Ин-та научн. атеизма АН ЧССР в г. Брно. Л. внес большой вклад в развитие в Чехословакии теории научного атеизма и атеистич. воспитания, в критику ревизионизма и оппортунизма.
ЛУКА — согласно христ. преданию, последователь и спутник апостола Павла, по профессии — врач. Ему приписывается церковью авторство одного из 4-х канонических евангелий и новоза-ветн. книги ,Деяния апостолов , датируемых 2 в.
ЛУКАЧЕВСКИЙ Александр Тимофеевич (1893-1943) - пропагандист и организатор науч.-атеистич. работы в СССР, автор ряда печатных трудов по религиоведению и истории религий. С 1926 по 1937 - зам. председателя Союза воинств, безбожников, зам. от-ветств. редактора журнала „Антирелигиозник , зам. председателя Интернационала пролетарских свободомыслящих.
ЛУКИАН из Самосаты (ок. 120-ок. 190) - греч. писатель-сатирик, последний представитель античного атеизма, „Вольтер классической древности (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 469). Усвоил материалистич. идеи Эпикура. Обличал равно политеизм и христианство. В соч. ,,О смерти Перегрина сатирически описал быт и нравы христиан, их представления о бессмертии души и загробном воздаянии. Соч. Л. были популярны среди вольнодумцев Возрождения и Просвещения.
ЛУКМАН Томас (р. 1927) - зап.-герм. социолог, один из гл. представителей феноменологии, направления в социологии. Наиболее известная его книга по социологии религии - „Невидимая религия (1967). В ней Л. утверждает, что институциональные, церк. формы не исчерпывают религиозности. Каждый человек, по Л., в процессе социализации „трансцендирует свою биологич. природу, и этот процесс объявляется Л. „всеобщей социальной формой религии . Т. о., Л. выводит религию из природы человека и тем самым увековечивает ее.
ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н. э.) - др.-римск. философ-атомист, автор памятника материалистич. и атеистич. мысли древности - поэмы „О природе вещей . Развивая учение Эпикура, Л. обобщил атеистич. представления о происхождении религии, видя в ней плод человеч. невежества и страха перед грозными явлениями природы, выражение страха смерти. Признавал „богов в качестве прекрасных „образов , обитающих в междумировых пространствах, но никак не воздействующих на людей и их судьбы. Л. развил подробную аргументацию против античных религ. представлений, исходя прежде всего из социальной и нравственной вредности религии. Путь к преодолению религии Л. усматривал в просвещении.
ЛУЛЛИЙ Раймунд (ок. 1235 - ок. 1315) - исп. теолог и миссионер, философ-мистик, представитель ср.-век. реализма. Л. боролся с аверроизмом (см. Ибн Рошд) по вопросу о двойств, истине, доказывая возможность полного слияния философии с теологией. Высказал идею логич. машины (устройства для выполнения логич. операций), с помощью к-рой надеялся доказать все истины христианства.
ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933) - сов. обществ, и гос. деятель, внесший значит, вклад в развитие сов. культуры и пропаганду науч. мировоззрения. В 1917-1929 был наркомом просвещения. В идейн. эволюции Л. были серьезные ошибки. Так, в филос. работах дооктябрьского периода он отстаивал теорию богостроительства, в основе к-рой была идея совместимости марксизма с эмпириокритицизмом и религией. Несостоятельность религ.-филос. исканий Л. была показана В. И. Лениным в книге „Материализм и эмпириокритицизм и др. работах. После Великой Октябрьской социалистич. революции Л. последовательно отстаивал ленинскую линию бескомпромиссной борьбы с религ. предрассудками. В его работах вскрывается противоположность материалистич. и идеалистич. мировоззрения, науки и религии, освещаются важнейшие вопросы истории религии, выявляются ее сущность, происхождение и соц. назначение. Много внимания Л. уделял критике религ. концепции по вопросам культуры и морали. Огромное значение имела практич. деятельность Л. для разоблачения религ. вероучения, утверждения науч.-материа-листич. мировоззрения и комму-нистич. нравственности. Осн. труды: „Идеализм и материализм. Культура буржуазная и пролетарская (1923), „Наука. Искусство. Религия (1923), „Беседы по марксистскому миросозерцанию (1924).
ЛУНИН Михаил Сергеевич (1787 - 1845) - рус. революционер, декабрист. Сослан в Сибирь. В „Письмах из Сибири (вт. пол. ЗО-х гг.) и др. произведениях Л. выступил с резкой критикой российских порядков, самодержавия и православия, в к-рых видел тормоз развития России; борьба сними - задача всего рус. об-ва. Важную роль в этой борьбе Л. отводил католицизму (принял католичество в 1816-1817), считая его более „прогрессивной по сравнению с православием религией. Однако католицизм не определял его политич. взглядов.
ЛУПЕРКАЛИИ - в Др. Риме празднества с жертвоприношениями в честь Фавна, одно из прозвищ к-рого как бога стад, охранителя их от волков было Луперк (от лат. lupus - волк).
ЛУРД - небольшой город во Франции, один из центров паломничества католиков. По церк. версии, здесь в 1858 14-летней Бернадетте Субиру явилась богородица. Забивший в одном из гротов ключ наряду с др. лурдскими источниками был объявлен чудодейственным. Слухи о якобы происходивших в Л. „чудесных исцелениях, к-рые, как правило, были вымышленными, стали привлекать туда множество жаждущих излечения людей. Католич. церковь получила благодаря этому возможность не только приумножить свои доходы, но и усилить религ. пропаганду, идеологич. воздействие на массы. Л. и поныне остается одним из центров религ. пропаганды, беззастенчивой спекуляции на чувствах верующих и человеч. страданиях.
ЛЫЩИНСКИЙ Казимир (ок. 1634-1689) - польско-литовск. материалист и атеист. В трактате „О несуществовании бога Л. объявил бога плодом фантазии, а в качестве единств, реальности признавал материальный мир. Отрицал бессмертие души и доводы теологов о врожденности религ. идей. Высш. авторитетом в вопросах познания считал разум. Объясняя происхождение религии, утверждал, что определенные обществ, силы заинтересованы в невежестве масс. За атеистич. взгляды Л. был приговорен варшавским сеймом к сожжению на костре.
ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ - одна из осн. религ.-нравств. обязанностей христианина, сформулированная в виде божеств, заповеди, к-рая зафиксирована как в Ветхом завете (Лв. 19:18),так и в Новом завете (Мф. 22:39). Человеколюбие рассматривается христианством как производное от бого-любия, что означает отстаивание ложного тезиса о примате религии по отношению к морали. Соц. смысл этой заповеди глубоко реакционен - с ее помощью духовенство стремилось и стремится примирить угнетенных с угнетателями, эксплуатируемых - с эксплуататорами, бедных - с богатыми. Не имеет она и подлинной нравств. ценности, поскольку выведена из убеждения в сверхъестеств. истоках человеколюбия. Центр, идеей христ. Л. к б. является требование любви к врагам: „Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). В эксплуатат. об-ве данное требование затрудняет трудящимся борьбу с клас. врагами, а в условиях социализма мешает борьбе против врагов Отечества и антиобществ, элементов. Сама церковь никогда не руководствовалась в своей деятельности заповедью Л. к б. и не проявляла любви к врагам: жестоко преследовала инакомыслящих еретиков, провоцировала и вела кровавые религ. войны и крестовые походы, сеяла в умах и сердцах своих приверженцев злобу и ненависть к иноверцам.
ЛЮБУШКИНО СОГЛАСИЕ - течение в беспоповщине (старообрядчество) , возникшее в кон. 19 в. Вероучение Л. с. отличалось умеренностью. Наряду с этим в нем отрицался законный брак в связи с отсутствием „истинных священников. Разрешалось вступать в сожительство по любви и согласию (отсюда название).
„ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ - работа Ф. Энгельса, впервые опубликована в журнале „Neue Zeit за 1886. Рассматривая роль диалектики Гегеля и материализма Фейербаха как теоретич. источников марксист, философии, Энгельс дал систематич. изложение основ диалектич. и историч. материализма, уделил значит, внимание исследованию и критике религии. Анализ Энгельсом осн. вопроса философии выявил единство мировоз-зренч. позиции идеализма и религии, материализма и атеизма. Еще в ср.-век. схоластике, отмстил Энгельс, вопрос ,,о том, что является первичным: дух или природа... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века? (т. 21, с. 283). Рассматривая гносеологич. и психологич. механизмы развития религ. представлений, Энгельс указывает на относит, самостоятельность религии в отношении экономии, базиса. Энгельс отличает „стихийно возникшие племенные и национальные религии , к-рые „не имели пропагандистского характера , от „более или менее искусственно возникших мир. религий - буддизма, христианства и ислама, отразивших своим возникновением и важнейшими моментами эволюции „великие исторические повороты . Отмечая способность религии придавать религ. окраску общим историч. движениям, Энгельс подчеркивает, что „это объясняется не свойствами человеческого сердца и не религиозной потребностью человека... но всей предыдущей историей средних веков, знавших только одну форму идеологии: религию и теологию (т. 21, с. 294). Значит, внимание уделяется Энгельсом роли естествознания в обосновании материа-листич. мировоззрения, особенно 3 великим открытиям естествознания 19 в.: открытию клетки, закона сохранения энергии и дарвиновской теории эволюции видов.
ЛЮДИ ПЯТОГО ЦАРСТВА - возникшая в 17 в. в Англии религ. секта, ответвление милленариев. Проповедовала наступление „пятого царства , т. е. тысячелетнего божьего царства, к-рое трактовалось как царство справедливости и равенства без светских властей. Последователи этой секты (в основном крестьяне и городская беднота) попытались во время ант. бурж. революции осуществить нек-рые радик. реформы, напр, освобождение бедняков из долговых тюрем, оказание им гос. помощи, отмену десятины и др. Эти попытки потерпели неудачу. В нач. 60-х гг. 17 в. секта распалась.
„ЛЮДИНА I CBIT (укр. - „Человек и мир ) - ежемесячный науч.-популярный атеистич. журнал об-ва „Знание Украинской ССР. С 1960 издавался под названием „Войовничий атеіст („Воинствующий атеист ), с 1965 - „Людина i світ . В журнале подвергается критике религ. идеология, освещаются теоретич. вопросы науч. атеизма, практика атеистич. воспитания, пропагандируются марксист.-ленинское атеистич. наследие, сов. образ жизни, новые сов. традиции, праздники и обряды.
ЛЮСТРАЦИИ - см. Очистительные обряды.
ЛЮТЕР Мартин (1483-1546) - один из вождей Реформации, основоположник лютеранства. Призывал к борьбе против папства и католич. иерархии, его 95 тезисов стали сигналом начала реформ, движения (1517). Возглавил бюргерски-умеренную партию в ходе Крестьянской войны в Германии; предал князьям народное движение. Теологич. обоснованием борьбы против католич. церкви было его учение об ,,оправдании верой , о предопределении, образовавшее догматич. основу лютеран, церкви. Отрицал непогрешимость решений соборов, церк. „предания в пользу откровения как источника веры. Разум может только подготавливать веру, но открывают человеку бога только вера и Библия. Перевод на нем. язык Библии Л. имел значение не только для развития протестантизма, но и для утверждения норм нем. литературного языка. Деятельность Л. пр своему значению выходит за рамки чисто религ. реформаторства. Сожжение Лютером папской буллы об его отлучении от церкви в 1520 стояло в ряду тех событий эпохи Возрождения, к-рые знаменовали собой освобождение от духовной диктатуры церкви, религ. догматизма и средневек. авторитарности мышления.
ЛЮТЕРАНСТВО - доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма. Лютеран, вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь - Меланхтона, к-рый изложил основы учения в „Аугсбургском исповедании и „Апологии Аугсбургского исповедания . Кроме них в своего рода св. книгу лютеран - „Книгу согласия (1580) - вошли „Шмаль-кальденские статьи , лютеровские „Малый катехизис и „Большой катехизис , а также „Формула согласия . Л. как бурж. разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об „оправдании верой , а не „делами , в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только „св. писание , отвергая „св. предание . Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от „мира , а в „мирской своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства - крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о „двух царствах было проведено разграничение „закона и „евангелия , т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. „лютеран, ортодоксия и пиетизм. В 19 в. после поражения Франц. революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение. Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт, и скандинав, странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст, в р. в мире насчитывается 75 млн. лютеран (примерно 10% христиан). 192 лютеран, церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании - 4,5 млн., Норвегии - 3 млн., Швеции - 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство. Примерно 7 млн. лютеран - в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лютеран, церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.
ЛЮЦИФЕР - то же, что Сатана.
Читайте: |
---|