Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



МАВ - МАУ

Понятия и определения - Атеистический словарь

„MA , или „пять ма — объекты почитания в тантризме: мадья (вино), манса (мясо) , матсья (ры­ба) , мудра (жареная пшеница) и майтхуна (половое сношение).

МАВЛЮД (араб. - рождение; мавлюд ан Наби - рождение проро­ка) — религ. праздник по случаю дня рождения пророка Мухамме­да, отмечаемый 12 числа (в ряде мест - 9 числа) месяца рабби аль-Авваля (3-го месяца мусульм. лунного календаря).

МАГИ (др.-перс. магуш) - в Др. Иране жрецы зороастризма и нек-рых др. верований. В 6-4 вв. до н. э. составляли особое племя и вступали в эндогамные браки. Перс. М., как и жрецы вавилон. ре­лигии (халдеи), занимались пред­сказаниями и заклинаниями, вследствие чего М. стали называть позднее всех предсказателей судь­бы, чародеев, астрологов, заклина­телей.

МАГИЯ, колдовство - действия и обряды, совершаемые с целью по­влиять сверхъестеств. путем на явления природы, животных или человека. Первобытн. магич. обря­ды трудно отграничить от инстинк­тивных или рефлекторных дейст­вий,  связанных с материальной практикой. Поэтому и наиболее естественна классификация видов М. сообразно сторонам этой прак­тики: лечебная М. (своими корня­ми связанная с народной медици­ной); вредоносная М. (насылание „порчи врагу-чужеплеменнику); любовная, или половая, М. (уха­живание, „привораживание ); про­мысловая М. (действия охотника для приманивания и поимки зве­ря) ;   аграрная  М.   (колдовские приемы воображаемого воздействия на урожаи) и т. д. В науч. лит-ре применяются и др. способы классификации обрядов М. В сов. лит-ре чаще выделяются следую­щие типы М.: контактный, имитативный,  инициальный, парциальный, вербальный; встречаются и смешанные типы. Исполнителями магич. обрядов обычно выступают „специалисты - знахари, гадате­ли, „делатели дождя , ведуны, ведьмы. На более поздних ступе­нях историч. развития эти „спе­циалисты зачастую оттесняются на задний план жрецами и нередко подвергаются преследованиям. Профессия их становится тайной, нелегальной. Но и священники в клас. религиях очень часто при­меняют чисто магич. приемы: мо­лебен о дожде и урожае, таинство соборования -лечебная М. и пр. С М. связаны сохранившиеся до­ныне суеверия.

МАГОМЕТ - см. Мухаммед.

МАГОМЕТАНСТВО – устаревшее название мусульманства (ислама), от старой транскрипции имени ос­нователя ислама Мухаммеда -Магомет.

МАДОННА - см. Богородица.

МАДХВА, Мадхвачарья (1199-1278) - основатель филос. систе­мы вишнуизма. М. - автор ком­ментариев к Брахма-сутре, осн. источнику школы веданта, где изложил свое учение о знании: всякое знание истинно, ложного знания нет. М. развивал учение о бхакти, любви к богу, доказать к-рую можно только в борьбе со злом.

МАЗАР (араб. - место осмотра, посещения, поклонения) — над­могильные сооружения, мавзолеи в местах захоронения мусульм. религ. деятелей прошлого. Му­сульмане считают, что в этих мес­тах захоронены святые и что по­клонение М. обеспечит их заступ­ничество перед Аллахом. В ходе паломничества к М. производится жертвоприношение скотом, рас­пространяются самые дикие суеве­рия. Стремясь представить ислам прогрес. религией, духовные управления мусульман в СССР и ру­ководители мечетей в посл. вр. выступают против паломничества к М.

МАЗДАКИЗМ - религ.-филос. уче­ние, ставшее идеологией движения народных масс (в основном крестьян и городской бедноты) в Передней Азии в 5-6 вв. Это движение возглавлял манихейский жрец Маздак, к-рый призы­вал к уничтожению соц. неравен­ства, отождествляя его с „мир. злом (см. Манихейство). Дви­жение было подавлено иран. ша­хом Хосровом II.

МАЗДЕИЗМ, или религия магов - религия населения Др. Ирана (Ми-дийского гос-ва, 9-6 вв. до н. э., позднее - гос-ва Ахеменидов, 6-4 вв. до н. э.), сосуществовавшая с зороастризмом и в ряде теоретич. и практич. аспектов переплетавша­яся с ним. Св. книга М. и зороаст­ризма - Авеста, особенно поздняя се часть — Младшая Авеста. Вер­ховные божества М.: Ахурамазда - олицетворение добра, небес­ного свода, покровитель царской династии, форма его проявления - огонь, Анхра-Майнью - олицетво­рение зла. Позднее в гос-ве Ахеме­нидов наряду с ними столь же по­читаемыми становятся богиня пло­дородия Анахита и бог небесного света, солнца и чистоты Митра. В отличие от зороастризма М. при-шавал и чтил племен, богов (дэ-нов), допускал погребения в гpo6ницах (особенно знати и царей), свелдо минимума роль пророка Запратуштры как посредника меж­ду Ахурамаздой и царем.

МАЗХАБ (араб. - путь, направле­ние, образ действия) - богосл.-юридич. школа, система в суннитской ветви ислама. К наст. вр. чбщепризнанными являются 4 М.: ханифитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский. Названия свои они получили по именам сво­их создателей. Наибольшее число последователей насчитывает ханифитский М. В СССР большинство мусульман-суннитов являются ханифитами, на Сев. Кавказе есть шафииты.

МАЙДАРИ - см. Майтрея.

МАЙМОНИД (наст, имя - Моше бен Маймон, 1135-1204) - евр. философ, теолог и врач. В 1190 на араб, языке был опубликован его гл. филос. труд - „Путеводитель колеблющихся . Усвоив в интер­претации араб, мыслителей фило­софию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. Не оп­ровергая бога, М. призывал к по­знанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Он систематизировал запутанные по­ложения Талмуда и сформулиро­вал 13 членов символа веры иуда­изма. Ортодоксы иудаизма пресле­довали М.

МАЙТРЕЯ (монг. Майдари, яп. - Мироку) - один из наиболее популярных бодхисатв, грядущий Будда. Особенно почитаем в лама­изме. В дацанах, в спец. храмах воздвигались гигантские (до 16 м высоты) статуи М. Приход М. на землю должен привести к „всемирн. победе буддизма . С учени­ем о М. связывалась пропаганда „священной войны , к-рую пове­дет мифич. страна — покровитель­ница буддизма против еретиков и безбожников.

МАЙЯ — 1)в буддизме мать ца­ревича Гаутамы, будущего Буд­ды; 2) филос. категория в различ­ных направлениях индуизма и буд­дизма: а) причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, мно­жественным, изменчивым, т. е. причина, дающая возможность ви­деть единое во многом и многое в едином; б) М. - это скрытое желание бога создавать видимость существования.

МАКАРИЙ (1482-1563) - митро­полит московский и всея Руси (с 1542), видный церк. и политич. деятель. На церк. соборах 1547 и 1549 предпринял канонизацию новых рус. святых. На „стоглавом соборе (1551) добился провала правительств, программы секуля­ризации церк. земель. При участии М. составлены Никоновская летопись, Минеи четьи.

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ, или ЕГИ­ПЕТСКИЙ (300-390) - ученик св. Антония, христ. аскет. 60 лет прожил в пустыне. Ему приписы­вают более 50 бесед, составленных в форме диалога, нравоучитель­ных по своему содержанию. В них дается мистич. оправдание аске­тизма.

МАККАВЕЕВ КНИГИ - неканонич. в.-з. книги; в правосл. Биб­лию входят I, II, III М. к., в католич. III не включается. Название М. к. происходит от фамилии евр. семьи, члены к-рой - отец Маттафия и четыре его сына возглави­ли в 60-х гг. 2 в. до н. э. восстание против  господства Селевкидов; в М. к. рассказывается о восста­нии и связанных с ним событиях. Авторы книг неизвестны. I книга написана между 110 и 7 0 гг. до н. э. на др.-евр. языке, но дошла до нас лишь в греч. переводе. II и III книги были написаны по-гречески, II  написана  одновременно  с  I, а III относится уже к 1 в. н. э. Су­ществует еще книга, именуемая IV М. к., ее приписывают Иосифу Флавию, но содержание ее не име­ет ничего общего с М. к.

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556) - рус. публицист и мыслитель. Род. в Ви­зантии. В 1492 уехал в Италию, где встречался с деятелями Воз­рождения. В 1518 приглашен в Ро­ссию для перевода и исправле­ния церк. книг. Как разносторон­не образованный человек, пользо­вался влиянием в рус. об-ве, со­действовал его знакомству с про­изведениями античных классиков (Сенеки, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.) . Выступал в защи­ту естеств. и гуманит. наук. В сво­их политич. соч. М. Г. обличал обществ, порядки, клеймил поро­ки духовенства, поддерживая „нестяжателей в их борьбе про­тив монастыр. землевладения. После осуждения „нестяжателей был обвинен (1531) в ереси и гос. измене и приговорен к пожизнен, заключению.

МАКСИМ (ЕРЕТИК) - священ­ник, участник Новгород, еретич. движения вт. пол. 15 в., осужден­ного в 1490 на церк. соборе в Москве. Собор предал М. и 9 др. еретиков анафеме.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662) - визант. богослов и церк.-политич. деятель, видней­ший противник монофелитства и сторонник православия. Ком­ментатор „Ареопагитик . В 653 по приказу визант. императора за свою борьбу в защиту правосла­вия арестован и сослан.

МАЛЕВАНЦЫ,   малеванщина   - сектант, оппозиц. движение кре­стьян, бедноты в баптизме, возник­шее в кон. 80-х гг. 19 в. и направ­ленное против засилья имущих эле­ментов в баптист, общинах. Его возглавил К. Малеванный (отсю­да название движения). Критика оцерковления  баптизма, форма­лизма обрядности, духовной иерар­хии была связана у Малеванного с критикой соц. неравенства среди баптистов, с проповедью скорого „конца мира и наступления „цар­ства божия . Возрождая традиции духовных христиан  (христововеров и духоборов),  Малеванный подчеркивал приоритет „св. духа , стремился   поколебать   в   умах своих  последователей  авторитет Библии. Культ М. во многом на­поминал   культ   христововеров: они   строго   соблюдали   посты, во время радений прыгали, гово­рили „на иноязыках . Последова­тели Малеванного объявили его Христом. Протест М. приобретал порой   характер,  выходящий за религ. рамки. В 1892 Малеванный был арестован и заключен в дом для умалишенных. Несмотря на это,   движение   М.   продолжало распространяться, в части, в Киев­ской, а также в Херсонской и Минской губ. Однако в дальней­шем оно развития не получило.

МАЛИКИТЫ - см. Мазхаб.

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав (1884-1942) - англ. этнограф польск. происхождения, занимав­шийся   преимущественно   изучением первобытн. религии на мате­риалах меланезийских племен. Один из основателей функциона­лизма в бурж. этнографии, М. близко подошел к раскрытию под­линных соц. корней первобытн. магии. Он писал, что „мы находим магию там, где присутствуют эле­менты случая, а также весьма ши­роко распространены эмоциональ­ные колебания между надеждой и страхом . В то же время М., игно­рируя иллюзорный характер магич. верований, искажающих реаль­ность, не смог понять того факта, что уверенность, создаваемая магией, мешает людям сосредоточить свои усилия на решении их жизнен, проблем.

МАЛЬТИЙСКИЕ РЫЦАРИ - см. Госпитальеры.

МАНА - термин, к-рым народы Полинезии и Меланезии обознача­ют особую, чувственно не воспри­нимаемую силу, присущую якобы нек-рым людям, животным, неодушевл. предметам, а также духам. В представлении верящих в суще­ствование М. народов (в т. ч. ряда африканских) успех или неудача в любом деле зависят именно от М. Нек-рые бурж. религиоведы при­писывают вере в М. роль первонач. формы религии, породившей та­кие, с их т. зр., ее проявления, как олицетворение сил природы, магия, тотемизм, анимизм и др. Но эта концепция не подтверж­дается фактами.

МАНДЕИЗМ - религия, возник­шая в начале н. э. в Месопотамии. М. представляет собой смешение взглядов нек-рых гностич. христ. сект (см. Гностики) с элемента­ми иудаизма, зороастризма и вавилон. религии. Последователи М. называют себя мандеями (по име­ни светлой силы Манда-д-Хайя - олицетворения знания жизни) или „христианами св. Иоанна (от Иоанна Крестителя, почитаемого за гл. пророка, указавшего путь в светлое царство). Христос, Ав­раам, Моисей считаются лжепророками. Мн. общины мандеев примк­нули к манихейству.

МАНДЖУШРИ - один из наиболее почитаемых  бодхисатв  в  будд. школе махаяны, символ мудрости. Иногда рассматривается как один из предшественников Будды Шакьямуни, иногда - как его гл. ученик или сын. Согласно будд, преданиям, будущий Будда - Майтрея будет получать наставле­ния у М.

МАНИ (санскр., обычно перево­дится как „магический жезл ) — в тантризме - обозначение муж­ского полового органа. Слово „М. входит в состав известной каждо­му ламаисту мантры (заклинания) („ом мани падме хум ), к-рую гравируют или наносят красками на камни. Поэтому и сами эти ри­туальные камни получили в прос­торечии название М.

МАНИ (216-277) - проповедник, основатель манихейства. В 242 во время коронации иранск. шаха Шапура I из династии Сасанидов М. впервые выступил с пропо­ведью своего вероучения, для к-рого характерны пацифизм и нестяжательство. Зороастрийское жречество (см. Зороастризм) встретило проповедь М. резко от­рицательно. В 275 но приказу магов и нового шаха Бахрама I М. был брошен в тюрьму, а в 277 - казнен. Последователи М. были или замучены, или высланы из страны. В 296 римск. император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства.

МАНИХЕЙСТВО - религия, воз­никшая в 3 в. в Персии. М. быстро распространилось во мн. странах - от Италии до Китая. Основателем считают полумифич. проповедника Мани (216-277). М. представляло собой синтез зороастризма и хрис­тианства. Из христианства М. заим­ствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же М. являл­ся зороастрийский дуализм, при­знание двух субстанциальных на­чал бытия - противоборствующих царства света, добра, духа и царст­ва тьмы, зла, материи. В первом господствует бог, во втором — дьявол. Борьба двух царств завер­шится катастрофой, в результате к-рой материя погибнет, а дух станет свободным. Мир, соглас­но М., есть воплощение зла. Че­ловек, будучи двойств, сущест­вом (душа - порождение света, тело - тьмы), может помочь силе света в борьбе против силы тьмы. Поскольку силы тьмы отождеств­лялись трудящимися с эксплуатат. порядками, М. явилось формой пассивного клас. протеста. Хрис­тианство объявило М. ересью. В Передней Азии М. оказало влия­ние на маздакизм.

МАНТИКА  (греч. mantikē) - га­дание,  различные  способы узна­вать неизвестное или предсказы­вать будущее. На ранних стадиях развития   об-ва   земледельцы   и скотоводы пытались путем гадания определить  виды  на   урожай   и приплод скота. В клас. об-ве по­явились профессионалы, занимаю­щиеся М., напр, некроманты в Др. Греции, авгуры, гаруспики в Др. Риме, астрологи, хироманты, фи­зиогномики   в   ср.-век.   Европе. Наиболее известны следующие ви­ды М.: гадание по движению не­бесных тел (астрология), по лопа­точной кости животного (скапулимантия), по виду внутренностей животных (гаруспиции), по поле­ту   и   крику   птиц   (ауспиции), но форме пупка (омфаломантия), по линиям руки  (хиромантия), по  старинным стихам   (рапсодо-мантия), по цифрам (арифмомантия), по движению змей  (офиомантия), общение с духом умер­шего     (некромантия),    гадание по   расплавленному   воску   или олову, по сновидениям, на бобах, игральных картах, кофейной гуще и мн. др.

МАРА - см. Кикимора.

МАРА (санскр. - смерть) - в будд, мифологии бог зла, сатана-искуситель, потворствующий чувствен­ным желаниям, препятствующим лучшему перерождению. Пытался отвратить царевича Гаутаму от избранного им пути, послав с этой целью против него духов в виде львов, пантер, великанов, огнен­ных языков и т. п. Затем послал своих дочерей — страсть, заботу и наслаждение — с целью искусить его. Но Гаутама не поддался иску­шению чар М.

МАРАБУТЫ (франц. marabout, от араб. „мурабит — живущий в рибате - укрепленном поселе­нии) — члены мусульм. военно-религ. ордена монахов-дервишей в Сев. Африке. В 11-12 вв. М. завоевали Марокко и основали феод. династию Альморавидов. Позже М. называли мусульм. свя­тых, а также вождей или основа­телей религ. братств, дервишеских орденов. В более широком смыс­ле - то же, что дервиши.

МАРДУК - верховный бог вавилон. религии со времени превра­щения Вавилона в центр Двуречья. Согласно мифу, М. - олицетворе­ние сил мир. порядка - отважился выступить против чудовища Тиамат, защитить богов, а взамен получил верховенство. В жестокой битве М. победил чудовище, рас­сек его тело и создал из отдельных частей небо и землю. М. отождеств­лялся с шумерским Энлилем.

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750-1803) - франц. материалист и атеист, утопич. коммунист. В годы франц. революции - участник дви­жения дехристианизации. В трудах „Французский Лукреций , „Сло­варь древних и новых атеистов и др. развенчивал Библию, миф о Христе, критиковал деизм. М. высказал мысль о создании орг-ции атеистов, подошел к идее бога как обоготворенного чело­века, связывал преодоление ре­лигии с коммунистич. преобразо­ванием об-ва.

МАРИТЕН Жак (1882-1973) - франц. философ-неотомист. Ядро филос. воззрений М. - представле­ние о личности как „метафизич. тайне , недоступной человеч. разу­му; ее поведение обусловлено „св. порядком , ее свобода достигает­ся на пути слияния с богом. В цент­ре соц. доктрины М., его теории „интегрального гуманизма , - по­ложение о единстве „христ. циви­лизации с демократией, прогрес­сом. Поэтому стремление христианина достичь царства божьего дол­жно сочетаться с активным улуч­шением земной жизни. Хотя М. критиковал капитализм, его „ин­тегральный гуманизм остался реакц. утопией. Осн. труды: „Ан­тимодерн , „Интегральный гума­низм .

МАРИЯ - см. Богородица.

МАРК - согласно христ. преда­нию, ученик апостола Петра, автор второго канонич. евангелия, в да­тировке к-рого исследователи су­щественно расходятся. В том виде, в каком оно дошло до нас, Еванге­лие от М. оформилось не ранее сер. 2 в.

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин - см. Аврелий Марк.

МАРК ТВЕН (наст, имя Самюэль Клеменс, 1835-1910) - америк. писатель. В своих ярких сатирич. произведениях подверг резкой критике религ. догматы, раскрыл несостоятельность „священного писания , показал ханжество и лицемерие религ. морали. Устами своих персонажей утверждал, что не существует „ни бога... ни рая, ни ада . В ряде памфлетов разоб­лачил тесный союз капитализма и религии. Нек-рые произведения М. Т., имеющие атеистич. направлен­ность, не смогли быть изданными при жизни автора (напр., лишь в 1962 вышли в свет „Письма с Земли ). И поныне знач. часть его лит. наследия, в т. ч. антирелиг. рассказы, памфлеты, очерки, находится в архивах.

МАРКИОН - деятель христиан­ства 2 в., уроженец Малой Азии, богатый судовладелец. Появился в Риме ок. 140. М. выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеч. природы Иису­са. М. написал евангелие на осно­ве сокращенной версии Евангелия от Луки и отредактировал 10 по­сланий Павла. Римск. христиане исключили М. из своей общины, но он имел много сторонников в Италии, Малой Азии и др. ме­стах. Учение М. близко к гно­стикам.

МАРКОВ Андрей Андреевич (1856-1922) - рус. математик, академик, решительно выступав­ший против религии и правосл. церкви, к-рую рассматривал как врага передовой культуры и науки. В 1912 подал в Синод заявление с просьбой отлучить его от правосл. церкви, т. к. „не сочувствует ре­лигиям, к-рые „поддерживаются огнем и мечом и сами служат им . Это смелое выступление вы­звало широкий отклик среди пе­редовой интеллигенции, нанесло удар по авторитету рус. правосла­вия.

МАРКС Карл (1818-1883) - вождь и учитель международ. про­летариата, основоположник науч. коммунизма, беспощадный кри­тик религии. В анализе сущности религии, ее соц. корней и путей ее преодоления М. исходил из диалектико-материалистич. мировоззре­ния, из клас. задач пролетариата. М. поставил науч. атеизм, крити­ку религии на службу освободит, борьбе рабочего класса. В этом отличит, черта атеизма М. Открыв законы развития об-ва, позволяв­шие дать материалистич. понима­ние истории, М. раскрыл причины возникновения и закономерности развития форм обществ, сознания, в т. ч. и религии. Религия есть фантастич. отражение в головах людей придавленности их стихийными силами природы и угнетающими, порабощающими их обществ, от­ношениями. На первонач. ступенях развития человеч. об-ва природа, писал М., „противостоит людям как совершенно чуждая, всемогу­щая и неприступная сила . И это приводит к „обожествлению при­роды . Это обожествление при­роды обусловливается определен­ными обществ, отношениями, или, по выражению М., „формой обще­ства (Соч., т. 3, с. 29). Преврат­ный мир, говорил М., порождает и превратное мировоззрение. В “Немецкой идеологии М. от­мечал, что люди в религии пре­вращают свой эмпирич. мир в не­кую мыслимую представляемую сущность, противостоящую им как нечто чуждое. М. вскрыл соц. роль религии как служанки экс-плуатат. классов. В письме к Руге от 18 ноября 1842 он писал, что истоки религии „находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности , от­ражением к-рой является религия, последняя гибнет (Из ранних про­изведений, с. 252) . М. показал, что религия   одурманивает  сознание народных масс, опутывает их се­тями несбыточных надежд, увеко­вечивает соц. рабство, невежество и темноту трудящихся. „Религия есть опиум народа (т. 1, с. 415). В. И. Ленин отмечал, что „это изре­чение Маркса есть краеугольный камень    всего    миросозерцания марксизма в вопросе о религии (т. 17, с. 416). Большое внимание М. уделял критике христианства. Христианство, подчеркивал он, ка­лечит и разлагает личность, ибо „социальные принципы христиан­ства превозносят трусость, презре­ние к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом - все качества черни, но для проле­тариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, созна­ние   собственного   достоинства, чувство гордости и независимо­сти - важнее хлеба. На социаль­ных принципах христианства ле­жит печать пронырливости и хан­жества, пролетариат же - револю­ционен   (т. 4, с. 204-205). М. связал критику религии с крити­кой политики и соц. порядков эксплуатат.   классов,   обосновал формы борьбы против религии и ее  преодоления. Борьба против религии есть борьба за освобож­дение трудящихся, за ликвидацию эксплуатации человека человеком. „Упразднение религии, как иллю­зорного счастья народа, есть требо­вание его действительного счастья'4 (т. 1, с. 415). Науч. атеизм исхо­дит из того, что борьба с религией должна сочетаться с борьбой про­тив др. форм сознания эксплуатат. классов,   к-рые  дают  теоретич. обоснование религии. Науч. крити­ка религии должна носить всесто­ронний характер. „Критика неба превращается... в критику земли, критика  религии  - в критику права, критика теологии - в кри­тику политики (там же). Борьба с религией является необходимой предпосылкой формирования творческой личности. „Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, дейст­вовал, строил свою деятельность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек (там же) . М. показал, что религия не вечна. В „Капитале он отмеча­ет, что „религиозное отражение действительного мира может вооб­ще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повсед­невной жизни людей будут выра­жаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с приро­дой (т. 23, с. 90). Преодоление религии предполагает, писал М., создание определенных экономич. предпосылок, необходимых мате­риальных условий. Она будет исче­зать постепенно вместе с ликвида­цией эксплуатат. строя и по мере прогресса социализма. Но исчезно­вение религии не автоматич. про­цесс. Здесь важная роль принадле­жит воспитанию. ,,Религия будет исчезать в той мере, в какой бу­дет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного раз­вития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию (т. 45, с. 474).

МАРОНИТЫ - представители осо­бой ветви католич. церкви в Си­рии и Ливане, к-рые некогда были монофелитами, но в J6 в. призна­ли верховенство Ватикана. Свое название М. получили от имени религ. деятеля 7 в. Марона. М. до сих пор сохраняют свою органи­зационную и культово-догматич. самобытность (богослужение про­водят на сир. языке, отвергают целибат). [лавой М. (после папы) является „патриарх Антиохии и всего Востока , резиденция к-рого находится около Бейрута. В Лива­не и Сирии насчитывается ок. 400 тыс. М., 15 тыс. живут в Египте, Израиле и Иордании. Ок. полу­миллиона эмигрировавших М. про­живает в Юж. Европе, Сев. и Юж. Америке, где, сохраняя собств. литургию и духовенство, они под­чиняются местным католич. епис­копам.

МАРРЕТ Роберт (1866-1943) - англ. этнограф и историк, зани­мавшийся преимущественно воп­росами происхождения религии. М. подверг критике мн. представ­ления о происхождении религии, развитые Э. Тайлором. В части., в противоположность попыткам Тайлора и др. объяснить возник­новение религии ошибками в мыш­лении „дикаря-философа , М. подчеркивал роль эмоц. процессов в возникновении религии. Он писал, что религия не выдумывает­ся, а „выплясывается . С его т. зр., представления первобытн. людей о сверхъестественном носили пер­воначально безличный характер и воплощались в верованиях в ману и в табу.

МАРС (от лат. mas - мужская производящая сила) - бог войны в римск. пантеоне, почитался как отец римск. народа, охранитель полей и стад, позднее - покрови­тель конных состязаний. Жрецами М. были салии.

МАРСЕЛЬ Габриэль Оноре (1889— 1973) - франц. религ. философ. основатель католич. экзистенциа­лизма. Развивал антиинтеллектуалистскую, интуитивистскую тенденцию в католицизме. Решающее значение в приобщении к религии отдает эмоц.-нравств. пережива­ниям человека - „экзистенциаль­ному опыту . Защиту и обоснова­ние религ. вероучения М. пытается вести с позиций субъективного идеализма. Для него характерно резкое противопоставление внутр. мира человека, индивид, сознания соц. сторонам существования лю­дей.

МАРСИЙ - персонаж греч. мифо­логии, вначале - речное божество, хозяин одноименной р. в Малой Азии, позднее, в общегреч. пан­теоне, - спутник в свите Диониса.

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ (меж­ду 1275 и 1280 - ок. 1343) - итал. политик и философ. В гл. соч. „Защитник мира (1324) вы­ступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в ре­зультате обществ, договора; отде­лял политику от теологии, защи­щал веротерпимость. Был отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению (1327).

МАРТИРОЛОГ (греч. martyros - мученик, logos - слово) - жанр религ. агиографии, повествующий о св. мучениках за веру: о гонени­ях на них, о претерпеваемых ими муках и казнях. Замысел всех христ. М. опирается на представле­ние о мученическом подвиге, т. е. о готовности ради „многой мзды на небесах с радостью принять поношение, гонение, бедствие и смерть во имя Христа, за истин­ную веру. Самыми известными М. являются „Всеобщий М. в като­лицизме (1536), „Менелогий в православии (9 в.). В М. преувели­чиваются и мистифицируются действит. факты преследований хрис­тиан в первые века христианства. Рассказы М. большей частью ска­зочны, легендарны, фантастичны, особенно там, где речь идет о чуде­сах, якобы сопровождавших смерть св. мучеников. М. исполь­зуются для разжигания фанатизма религ.

МАРУТЫ — боги ветров ведич. пантеона, первоначально друзья и союзники Индры. Согласно инд. мифам, поддерживают в состоя­нии разделенности небеса и зем­лю, контролируют выпадение дож­дей.

МАСКА РИТУАЛЬНАЯ - лицевое изображение к.-л. зооморфного или антропоморфного существа, надеваемое человеком в ритуаль­ных целях. Применение М. р. свя­зано с культами предков, духов, животных, тотемистич. представ­лениями и пр. Надевший М. р. как бы преображался в то существо, к-рое она изображала. Диапазон использования М. р. чрезвычайно велик: в практике тайных муж­ских союзов в Океании и Африке, шаманские М. р. у народов Сиби­ри, в религ. мистериях устрашения еретиков (напр., цам в ламаизме), в погребальных культах мн. наро­дов мира

МАСЛЕНИЦА - др.-славян. празд­ник, посвященный проводам зимы и встрече весны. В М. сильны чер­ты культа предков, аграрного и семейно-родового культов. Для нее характерны магич. действия, связанные с ожиданием будущего урожая. До 20 в. имели место эле­менты сакральной эротики, свя­занные с магией плодородия. На се-мейно-родовой характер М. указы­вают, в части., названия дней праздника; пятница — тещины ве­черки, суббота - золовкины поси­делки. С культом предков связа­ны обычаи последнего дня М. - прощеного воскресенья, обязатель­ные для М. блины — поминальная обрядовая пища вост. славян.

МАСОНСТВО,     франкмасонство (франц. franc-maçon -  вольный каменщик) - религ.-филос. тече­ние, возникшее преимущественно в аристократич.-бурж. среде в нач. 18 в. в Англии и выразившееся в создании тайных об-в  (лож), члены к-рых провозгласили своей целью   „объединение   людей  на началах братской любви, взаимо­помощи и верности . Масонские ложи построены по образцу средневек. цеховых объединений ка­менщиков, у к-рых они заимство­вали специфич. обрядность и слож­ную атрибутику. Первоначально М. развивалось в русле вольнодумст­ва и оппозиции по отношению к офиц. церкви и ее морально-этич. установкам, но со временем в нем усилился мистицизм,  оно стало оружием борьбы против материа­лизма и атеизма. Осуждено цер­ковью,  к-рая усмотрела в  нем конкурента в борьбе за массы и за влияние на господств, классы. В  Германии  М. поддерживалось Фридрихом II, а во Франции - Наполеоном I и Наполеоном III.В России первые ложи появились в 1762 в Москве и просущество­вали вплоть до Великого Октября. В наст. вр. М. распространено во мн. странах Зап. Европы и Амери­ки и всю свою деятельность направляет на  сохранение сущест­вующего бурж. строя.

МАСОРЕТЫ   (от др-евр.  „масора   - предание, передача традиции) - средневек. иуд. редакторы и комментаторы Ветхого завета. М. сличали различные рукописи, устанавливали „единственно ис­тинный текст и добивались унич­тожения рукописей, расходивших­ся с ним. М. создали систему знач­ков, указывавших, как произно­сится не имеющий гласных букв в.-з. текст, установили интервалы между слитными ранее словами, подсчитали и точно закрепили ко­личество фраз и слов в отд. колон­ках рукописей. Помимо редактор­ской работы, М. создали большое количество примечаний к тексту Ветхого завета.

МАССОВЫЕ ФОРМЫ АТЕИСТИ­ЧЕСКОЙ  ПРОПАГАНДЫ   -  см. Атеистическая пропаганда, Атеис­тическая печать. Атеистическая лекция. Вечер вопросов и ответов, Атеистическая беседа.

„МАТЕР ЭТ МАГИСТРА - см.Энциклики пап социальные.

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный)  — филос. направ­ление, к-рое исходит из первично­сти природы, материи, бытия и вторичности духа, сознания, иде­ального. Различают филос. М. и М. стихийный. Люди, стоящие на по­зициях стихийного М., считают, что вне человека и независимо от него существует объективный ма­териальный мир, однако это убеж­дение они не обосновывают теоре­тически.  Филос.  М.  кладет это убеждение в основу своих теоретич. построений. Филос. М. заро­дился в рабовлад. об-ве. На про­тяжении   истории  он  был,   как правило, мировоззрением передо­вых, прогрес. соц. слоев или клас­сов, заинтересованных в объектив­ном познании природы и об-ва, боровшихся с религ.-мифологич. мировоззрением.   Различают сле­дующие осн. историч. формы М.: М.   древнего   мира;    М.   эпохи Возрождения;   бурж.  М.   17 в.; бурж. М. 18 в.; М. Л. Фейербаха; М. рсволюц. демократов России и Вост. Европы; диалектич. и ис­торич. М. Каждая из этих форм М. обладает своими особенностями, определяемыми историч. условиями ее формирования, в части., уровнем развития производства и науч. познания, остротой клас. противоречий и особенностями идеологич. борьбы, традициями филос. мышления и т. п. Диалектич. М., созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитый В. И. Ле­ниным, является закономерным продолжением и развитием материалистич. традиций прошлого, выступает в совр. эпоху как един­ственно науч. форма М. Основой всякого М. является признание первичности материального мира, который, по выражению Геракли­та, „не создан никем из богов и существует вечно в процессе своего саморазвития. Правильно подчеркивая зависимость созна­ния от мозга, материалисты прош­лого не могли объяснить соц. при­роду сознания, его возникновение в процессе трудовой, предметной деятельности людей. Поэтому нек-рые из них скатывались к вульгар­ному М., к отождествлению созна­ния и материи. Домарксист. М. не мог научно объяснить проис­хождение различных явлений ду­ховной жизни об-ва, в т. ч. и рели­гии. Как указывал Ф. Энгельс, осн. вопрос философии нередко высту­пал в форме вопроса о том, создан ли мир богом или существует от века. В силу этого М. исторически был тесно связан с атеизмом, бу­дучи филос. основой его выводов и положений. Материалисты прош­лого критиковали религию как вид человеч. заблуждений, как ложное, искаженное отражение мира. Они стремились понять происхождение религии на основе естеств. земных причин, высказали на этот счет не­мало правильных суждений. Диа­лектич. М. впервые раскрыл соц. и гносеологич. корни религии и тем самым дал ей науч. объясне­ние. М. развивался в постоянной борьбе с идеализмом и религией. Однако метафизич. М., не оплодот­воренный диалектикой, не всегда мог успешно противостоять идеа­лизму. Так, напр., механистич. М., сводивший всякое движение к пе­ремещению тел в пространстве, оставлял место для идеи „перво­толчка , что использовалось мн. теологами для обоснования т. н. „доказательств бытия бога . Толь­ко диалектический М. закрывает все лазейки для идеализма и по­повщины, выступает как после­довательно научная форма мате­риализма.

„МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИО­КРИТИЦИЗМ”. Критические за­метки об одной реакционной фи­лософии — осн. филос. труд В. И. Ленина. Издан в 1909, когда в России после поражения револю­ции 1905 наступил период реакции. Он породил кризис либерализма и мелкобурж. демократизма. Усили­ями их идеологов в об-ве активно стимулировался интерес к религии и мистицизму, различным формам идеализма. Кризис затронул и социал-демократию, что нашло вы­ражение, по словам Ленина, “в махистском поветрии среди марксис­тов (т. 20, с. 88). Рус. махисты (Богданов, Луначарский, Базаров и др.) пытались ревизовать филос. основы марксизма, говорили об устарелости материализма, утвер­ждали, что потребностям науки более всего отвечает эмпириокри­тицизм. В своей книге Ленин дал анализ реакц. класс .-теоретич. при­роды махизма (включая эмпирио­монизм и эмпириосимволизм), неокантианства и др. течений идеа­лизма, доказал несостоятельность бурж. и ревизионист, критики диалектико-материалистич. миро­созерцания. Ленин обосновал и развил мн. положения марксист, философии, прежде всего гносео­логии, теории отражения. В „М. и э. раскрыта сущность револю­ции в естествознании, дано филос. обобщение его достижений, обри­сован кризис, к-рый переживала физика в нач. 20 в., показаны пути его преодоления. Несмотря на цензурные ограничения, в книге критикуются религ. взгляды, вы­явлена тесная связь идеализма с фидеизмом, махизма (в части., эмпириомонизма) - с богострои­тельством. Ленин отверг утверж­дения рус. махистов о „религ. атеизме , о практической ценно­сти обожествления „высших чело­веческих потенций и т. д., под­черкнув несовместимость веры и знания, науки и религии. Труд Ленина „М. и э. играет огромную роль в совр. идеологич. борьбе, является важнейшим источником формирования коммунистич. ми­ровоззрения.

МАТЕРИАЛЬНОЕ   ЕДИНСТВО МИРА - принцип материализма, утверждающий, что мир есть дви­жущаяся материя и не существует ничего, что не было бы определен­ным видом материи, ее свойством или формой ее движения. Этот принцип формировался на основе успехов науч. познания и практи­ческого освоения природы чело­веком. Для домарксист. материа­листов характерно было связы­вать М. е. м. с признанием сущест­вования простейшей материальной первоосновы,      модификациями к-рой они пытались представить все существующие вещи и явле­ния. В Новое время в качестве такой первоосновы принимались чаще всего мельчайшие неделимые частицы - атомы. В кон. 19 в. бы­ло обнаружено, что атомы сложны и состоят из еще более мелких ча­стиц, получивших позднее назва­ние элементарных. Однако и эле­ментарные частицы не есть пре­дельно простое начало. В. И. Ленин еще в 1908 писал, что „электрон так же неисчерпаем, как и атом (т. 18, с. 277), что подтверждает­ся совр. физикой, к-рая все ближе подходит к раскрытию сложной структуры элементарных частиц. Отбросив  идею единой простой неизменной первоосновы, диалектич. материализм утверждает не­исчерпаемое качеств, многообра­зие движущейся материи. Всеоб­щая взаимосвязь видов материи, а также наличие у них таких все­общих сторон и свойств, как дви­жение, пространство, время, детер­минизм, отражение, и обусловли­вают М. е. м. Марксист, филосо­фия рассматривает сознание как свойство   высокоорганизованной материи, высш. форму отражения, что укрепляет принцип М. е. м. Сторонники идеализма и религии, противопоставляя сознание мате­рии  как  особую сверхъестеств. реальность   естеств.   реальности, отрицают М. е. м. Мир у них рас­падается на два: духовный и материальный, что извращает действит. картину мира, создает пре­пятствия на пути человеч. по­знания.

МАТЕРИЯ и СОЗНАНИЕ - элемен­ты бытия, рассматривающиеся с позиций религ.-идеалистич. миро­воззрения как принципиально раз­ные, причем сознанию отводится определяющая роль по отношению к  материи.  Теологи  объясняют сознание   проявлением   деятель­ности независимой от тела бес­смертной души, данной человеку богом. Назначение человеч. созна­ния религия усматривает в том, чтобы человек открывал для себя бога, постигал его волю и направ­лял  свою деятельность на осу­ществление ее. Совр. наука свиде­тельствует о том, что сознание без материального носителя - мозга человека - не существует и все представления о независимой от тела бессмертной душе являются иллюзорными.    Мыслители-мате­риалисты всегда считали сознание явлением вторичным по отноше­нию к материи, но конкр. пони­мание связи М. и с. долгое время оставалось упрощенным. Мн. ма­териалисты прошлого рассматри­вали сознание в качестве свойст­ва, присущего всей материи. Од­нако  оставалось невыясненным, каким   путем   реализуется   это свойство, стиралась грань между живой и неживой природой, меж­ду психикой животных и мыш­лением человека. В сер.  19 в. нек-рые  естествоиспытатели  пы­тались    отождествить    сознание с некоей тонкой секрецией, к-рую мозг выделяет подобно тому, как печень   выделяет   желчь.  Такая позиция   явно  вульгаризировала понимание    природы    сознания, превращая его в разновидность материи. Несмотря на упрощен­ность в подходе к  природе со­знания,   материалистич.   филосо­фия и естествознание в домарк-совский период установили, что сознание человека связано с дея­тельностью мозга и является отра­жением в мозгу внешнего мате­риального мира. Последовательно науч. решение проблемы соотно­шения М. и с. получает в марксистско-лснинской  философии. В. И. Ленин сформулировал поло­жение о том, что универс. свойст­вом материи является отражение, родственное ощущению. В нежи­вой природе оно проявляется в изменении тела под воздейст­вием др. тел. Усложнение структу­ры материи ведет и к усложнению проявлений отражения. Для про­стейших живых тел специфично отражение в форме раздражимо­сти, к-рая играет существенную роль в их самосохранении и само­воспроизведении. С появлением в ходе эволюции живого много­клеточных организмов, обладаю­щих нервной системой и мозгом, возникает нсихич. форма отраже­ния, обеспечивающая сигнальное взаимодействие организма с ок­ружающей средой. На основе тру­довой коллективной деятельности и языкового общения у человека развивается сознание как высш. форма отражения, включающая мышление, к-рое не только отра­жает глубокие стороны сущест­вующего, но и творит образы не­существующего. Сознание позво­ляет людям успешно ориентиро­ваться в существующем мире, предвидеть ход событий и направ­лять его в желаемую сторону, преобразовывать в процессе тру­да материальную среду и управ­лять ею. И все же оно остается вторичным фактором, форми­руясь в конечном счете под опре­деляющим влиянием материаль­ной основы жизни об-ва - произ­водит. сил и производств. отно­шений.

МАТОРИН Николай Михайлович (1898-1935) - сов. ученый, спе­циалист в области этнографии и истории ранних форм религии. С 1930 по 1935 возглавлял этно-графич. исследования в АН СССР, был директором Музея антропо­логии и этнографии АН СССР, ди­ректором Института антропологии и этнографии АН СССР. Один из деятелей Центр, совета Союза воинствующих безбожников СССР и председатель его Ленинградско­го обл. отделения. Осн. работы: „Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь   (1929); „Православный культ и производство (1931) ; „Женское божество в православном культе. Очерк по сравнительной мифоло­гии (1931).

МАТФЕЙ - согласно христ пре­данию, ближайший ученик Иисуса Христа, один из 12 апостолов, автор первого канонич. евангелия, к-рое окончательно сложилось во 2  в.   (см.  также  Евангелисты).

МАТЮРИНЦЫ, матурины - назва­ние, закрепившееся во Франции за тринитариями. Происходит от принадлежавшей им в Париже иеркви св. Матюрина. Франц. ко­роль Филипп II Август покрови­тельствовал тринитариям, что способствовало быстрому росту и обогащению этого ордена. М. принадлежали во Франции боль­шие земельные владения. Во вре­мя Франц. бурж. революции 18 в. орден тринитариев во Франции был ликвидирован.

МАУРЬИ - одна из др.-инд. цар­ских династий (320-183 до н. э.). В эпоху М. происходило активное распространение идей буддизма и джайнизма. При императоре А шоке были утверждены тексты, вошедшие затем в будд, канон, и началось активное миссионерство будд, монахов за пределами Ин­дии.

МАУТНЕР Фриц (1849-1923) - представитель бурж. свободомыс­лия, нем. историк атеизма, фило­соф позитивистск. толка, сторон­ник агностицизма и субъективного идеализма. В целом сочувственно относился к атеизму, видя его позитивные черты в антидогма­тизме и антиклерикализме. Осн. труд М. „Атеизм и его история на Западе (4 т., 1920-1923) содержит полезный фактич. ма­териал, к-рый, однако, обобщен с идеалистич. позиций. М. не при­знавал соц. обусловленности ате­изма, давал ненауч. трактовку целого ряда атеистич. учений, в т. ч. марксистского.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Словарь Атеиста:

ДАВ - ДЖИ

ДАВИД (кон. 11 в. до н. э. - ок...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Атеисты узнали, что привело Россию к погромам

News image

Вчера представители Общества атеистов Москвы (ATOM) провели пресс-конференцию в защиту российской науки от мракобесия. Московские атеисты обвинили Министерство образования в на...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...