Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




МАВ - МАУ

Понятия и определения - Атеистический словарь

„MA , или „пять ма — объекты почитания в тантризме: мадья (вино), манса (мясо) , матсья (ры­ба) , мудра (жареная пшеница) и майтхуна (половое сношение).

МАВЛЮД (араб. - рождение; мавлюд ан Наби - рождение проро­ка) — религ. праздник по случаю дня рождения пророка Мухамме­да, отмечаемый 12 числа (в ряде мест - 9 числа) месяца рабби аль-Авваля (3-го месяца мусульм. лунного календаря).

МАГИ (др.-перс. магуш) - в Др. Иране жрецы зороастризма и нек-рых др. верований. В 6-4 вв. до н. э. составляли особое племя и вступали в эндогамные браки. Перс. М., как и жрецы вавилон. ре­лигии (халдеи), занимались пред­сказаниями и заклинаниями, вследствие чего М. стали называть позднее всех предсказателей судь­бы, чародеев, астрологов, заклина­телей.

МАГИЯ, колдовство - действия и обряды, совершаемые с целью по­влиять сверхъестеств. путем на явления природы, животных или человека. Первобытн. магич. обря­ды трудно отграничить от инстинк­тивных или рефлекторных дейст­вий,  связанных с материальной практикой. Поэтому и наиболее естественна классификация видов М. сообразно сторонам этой прак­тики: лечебная М. (своими корня­ми связанная с народной медици­ной); вредоносная М. (насылание „порчи врагу-чужеплеменнику); любовная, или половая, М. (уха­живание, „привораживание ); про­мысловая М. (действия охотника для приманивания и поимки зве­ря) ;   аграрная  М.   (колдовские приемы воображаемого воздействия на урожаи) и т. д. В науч. лит-ре применяются и др. способы классификации обрядов М. В сов. лит-ре чаще выделяются следую­щие типы М.: контактный, имитативный,  инициальный, парциальный, вербальный; встречаются и смешанные типы. Исполнителями магич. обрядов обычно выступают „специалисты - знахари, гадате­ли, „делатели дождя , ведуны, ведьмы. На более поздних ступе­нях историч. развития эти „спе­циалисты зачастую оттесняются на задний план жрецами и нередко подвергаются преследованиям. Профессия их становится тайной, нелегальной. Но и священники в клас. религиях очень часто при­меняют чисто магич. приемы: мо­лебен о дожде и урожае, таинство соборования -лечебная М. и пр. С М. связаны сохранившиеся до­ныне суеверия.

МАГОМЕТ - см. Мухаммед.

МАГОМЕТАНСТВО – устаревшее название мусульманства (ислама), от старой транскрипции имени ос­нователя ислама Мухаммеда -Магомет.

МАДОННА - см. Богородица.

МАДХВА, Мадхвачарья (1199-1278) - основатель филос. систе­мы вишнуизма. М. - автор ком­ментариев к Брахма-сутре, осн. источнику школы веданта, где изложил свое учение о знании: всякое знание истинно, ложного знания нет. М. развивал учение о бхакти, любви к богу, доказать к-рую можно только в борьбе со злом.

МАЗАР (араб. - место осмотра, посещения, поклонения) — над­могильные сооружения, мавзолеи в местах захоронения мусульм. религ. деятелей прошлого. Му­сульмане считают, что в этих мес­тах захоронены святые и что по­клонение М. обеспечит их заступ­ничество перед Аллахом. В ходе паломничества к М. производится жертвоприношение скотом, рас­пространяются самые дикие суеве­рия. Стремясь представить ислам прогрес. религией, духовные управления мусульман в СССР и ру­ководители мечетей в посл. вр. выступают против паломничества к М.

МАЗДАКИЗМ - религ.-филос. уче­ние, ставшее идеологией движения народных масс (в основном крестьян и городской бедноты) в Передней Азии в 5-6 вв. Это движение возглавлял манихейский жрец Маздак, к-рый призы­вал к уничтожению соц. неравен­ства, отождествляя его с „мир. злом (см. Манихейство). Дви­жение было подавлено иран. ша­хом Хосровом II.

МАЗДЕИЗМ, или религия магов - религия населения Др. Ирана (Ми-дийского гос-ва, 9-6 вв. до н. э., позднее - гос-ва Ахеменидов, 6-4 вв. до н. э.), сосуществовавшая с зороастризмом и в ряде теоретич. и практич. аспектов переплетавша­яся с ним. Св. книга М. и зороаст­ризма - Авеста, особенно поздняя се часть — Младшая Авеста. Вер­ховные божества М.: Ахурамазда - олицетворение добра, небес­ного свода, покровитель царской династии, форма его проявления - огонь, Анхра-Майнью - олицетво­рение зла. Позднее в гос-ве Ахеме­нидов наряду с ними столь же по­читаемыми становятся богиня пло­дородия Анахита и бог небесного света, солнца и чистоты Митра. В отличие от зороастризма М. при-шавал и чтил племен, богов (дэ-нов), допускал погребения в гpo6ницах (особенно знати и царей), свелдо минимума роль пророка Запратуштры как посредника меж­ду Ахурамаздой и царем.

МАЗХАБ (араб. - путь, направле­ние, образ действия) - богосл.-юридич. школа, система в суннитской ветви ислама. К наст. вр. чбщепризнанными являются 4 М.: ханифитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский. Названия свои они получили по именам сво­их создателей. Наибольшее число последователей насчитывает ханифитский М. В СССР большинство мусульман-суннитов являются ханифитами, на Сев. Кавказе есть шафииты.

МАЙДАРИ - см. Майтрея.

МАЙМОНИД (наст, имя - Моше бен Маймон, 1135-1204) - евр. философ, теолог и врач. В 1190 на араб, языке был опубликован его гл. филос. труд - „Путеводитель колеблющихся . Усвоив в интер­претации араб, мыслителей фило­софию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. Не оп­ровергая бога, М. призывал к по­знанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Он систематизировал запутанные по­ложения Талмуда и сформулиро­вал 13 членов символа веры иуда­изма. Ортодоксы иудаизма пресле­довали М.

МАЙТРЕЯ (монг. Майдари, яп. - Мироку) - один из наиболее популярных бодхисатв, грядущий Будда. Особенно почитаем в лама­изме. В дацанах, в спец. храмах воздвигались гигантские (до 16 м высоты) статуи М. Приход М. на землю должен привести к „всемирн. победе буддизма . С учени­ем о М. связывалась пропаганда „священной войны , к-рую пове­дет мифич. страна — покровитель­ница буддизма против еретиков и безбожников.

МАЙЯ — 1)в буддизме мать ца­ревича Гаутамы, будущего Буд­ды; 2) филос. категория в различ­ных направлениях индуизма и буд­дизма: а) причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, мно­жественным, изменчивым, т. е. причина, дающая возможность ви­деть единое во многом и многое в едином; б) М. - это скрытое желание бога создавать видимость существования.

МАКАРИЙ (1482-1563) - митро­полит московский и всея Руси (с 1542), видный церк. и политич. деятель. На церк. соборах 1547 и 1549 предпринял канонизацию новых рус. святых. На „стоглавом соборе (1551) добился провала правительств, программы секуля­ризации церк. земель. При участии М. составлены Никоновская летопись, Минеи четьи.

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ, или ЕГИ­ПЕТСКИЙ (300-390) - ученик св. Антония, христ. аскет. 60 лет прожил в пустыне. Ему приписы­вают более 50 бесед, составленных в форме диалога, нравоучитель­ных по своему содержанию. В них дается мистич. оправдание аске­тизма.

МАККАВЕЕВ КНИГИ - неканонич. в.-з. книги; в правосл. Биб­лию входят I, II, III М. к., в католич. III не включается. Название М. к. происходит от фамилии евр. семьи, члены к-рой - отец Маттафия и четыре его сына возглави­ли в 60-х гг. 2 в. до н. э. восстание против  господства Селевкидов; в М. к. рассказывается о восста­нии и связанных с ним событиях. Авторы книг неизвестны. I книга написана между 110 и 7 0 гг. до н. э. на др.-евр. языке, но дошла до нас лишь в греч. переводе. II и III книги были написаны по-гречески, II  написана  одновременно  с  I, а III относится уже к 1 в. н. э. Су­ществует еще книга, именуемая IV М. к., ее приписывают Иосифу Флавию, но содержание ее не име­ет ничего общего с М. к.

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556) - рус. публицист и мыслитель. Род. в Ви­зантии. В 1492 уехал в Италию, где встречался с деятелями Воз­рождения. В 1518 приглашен в Ро­ссию для перевода и исправле­ния церк. книг. Как разносторон­не образованный человек, пользо­вался влиянием в рус. об-ве, со­действовал его знакомству с про­изведениями античных классиков (Сенеки, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.) . Выступал в защи­ту естеств. и гуманит. наук. В сво­их политич. соч. М. Г. обличал обществ, порядки, клеймил поро­ки духовенства, поддерживая „нестяжателей в их борьбе про­тив монастыр. землевладения. После осуждения „нестяжателей был обвинен (1531) в ереси и гос. измене и приговорен к пожизнен, заключению.

МАКСИМ (ЕРЕТИК) - священ­ник, участник Новгород, еретич. движения вт. пол. 15 в., осужден­ного в 1490 на церк. соборе в Москве. Собор предал М. и 9 др. еретиков анафеме.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662) - визант. богослов и церк.-политич. деятель, видней­ший противник монофелитства и сторонник православия. Ком­ментатор „Ареопагитик . В 653 по приказу визант. императора за свою борьбу в защиту правосла­вия арестован и сослан.

МАЛЕВАНЦЫ,   малеванщина   - сектант, оппозиц. движение кре­стьян, бедноты в баптизме, возник­шее в кон. 80-х гг. 19 в. и направ­ленное против засилья имущих эле­ментов в баптист, общинах. Его возглавил К. Малеванный (отсю­да название движения). Критика оцерковления  баптизма, форма­лизма обрядности, духовной иерар­хии была связана у Малеванного с критикой соц. неравенства среди баптистов, с проповедью скорого „конца мира и наступления „цар­ства божия . Возрождая традиции духовных христиан  (христововеров и духоборов),  Малеванный подчеркивал приоритет „св. духа , стремился   поколебать   в   умах своих  последователей  авторитет Библии. Культ М. во многом на­поминал   культ   христововеров: они   строго   соблюдали   посты, во время радений прыгали, гово­рили „на иноязыках . Последова­тели Малеванного объявили его Христом. Протест М. приобретал порой   характер,  выходящий за религ. рамки. В 1892 Малеванный был арестован и заключен в дом для умалишенных. Несмотря на это,   движение   М.   продолжало распространяться, в части, в Киев­ской, а также в Херсонской и Минской губ. Однако в дальней­шем оно развития не получило.

МАЛИКИТЫ - см. Мазхаб.

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав (1884-1942) - англ. этнограф польск. происхождения, занимав­шийся   преимущественно   изучением первобытн. религии на мате­риалах меланезийских племен. Один из основателей функциона­лизма в бурж. этнографии, М. близко подошел к раскрытию под­линных соц. корней первобытн. магии. Он писал, что „мы находим магию там, где присутствуют эле­менты случая, а также весьма ши­роко распространены эмоциональ­ные колебания между надеждой и страхом . В то же время М., игно­рируя иллюзорный характер магич. верований, искажающих реаль­ность, не смог понять того факта, что уверенность, создаваемая магией, мешает людям сосредоточить свои усилия на решении их жизнен, проблем.

МАЛЬТИЙСКИЕ РЫЦАРИ - см. Госпитальеры.

МАНА - термин, к-рым народы Полинезии и Меланезии обознача­ют особую, чувственно не воспри­нимаемую силу, присущую якобы нек-рым людям, животным, неодушевл. предметам, а также духам. В представлении верящих в суще­ствование М. народов (в т. ч. ряда африканских) успех или неудача в любом деле зависят именно от М. Нек-рые бурж. религиоведы при­писывают вере в М. роль первонач. формы религии, породившей та­кие, с их т. зр., ее проявления, как олицетворение сил природы, магия, тотемизм, анимизм и др. Но эта концепция не подтверж­дается фактами.

МАНДЕИЗМ - религия, возник­шая в начале н. э. в Месопотамии. М. представляет собой смешение взглядов нек-рых гностич. христ. сект (см. Гностики) с элемента­ми иудаизма, зороастризма и вавилон. религии. Последователи М. называют себя мандеями (по име­ни светлой силы Манда-д-Хайя - олицетворения знания жизни) или „христианами св. Иоанна (от Иоанна Крестителя, почитаемого за гл. пророка, указавшего путь в светлое царство). Христос, Ав­раам, Моисей считаются лжепророками. Мн. общины мандеев примк­нули к манихейству.

МАНДЖУШРИ - один из наиболее почитаемых  бодхисатв  в  будд. школе махаяны, символ мудрости. Иногда рассматривается как один из предшественников Будды Шакьямуни, иногда - как его гл. ученик или сын. Согласно будд, преданиям, будущий Будда - Майтрея будет получать наставле­ния у М.

МАНИ (санскр., обычно перево­дится как „магический жезл ) — в тантризме - обозначение муж­ского полового органа. Слово „М. входит в состав известной каждо­му ламаисту мантры (заклинания) („ом мани падме хум ), к-рую гравируют или наносят красками на камни. Поэтому и сами эти ри­туальные камни получили в прос­торечии название М.

МАНИ (216-277) - проповедник, основатель манихейства. В 242 во время коронации иранск. шаха Шапура I из династии Сасанидов М. впервые выступил с пропо­ведью своего вероучения, для к-рого характерны пацифизм и нестяжательство. Зороастрийское жречество (см. Зороастризм) встретило проповедь М. резко от­рицательно. В 275 но приказу магов и нового шаха Бахрама I М. был брошен в тюрьму, а в 277 - казнен. Последователи М. были или замучены, или высланы из страны. В 296 римск. император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства.

МАНИХЕЙСТВО - религия, воз­никшая в 3 в. в Персии. М. быстро распространилось во мн. странах - от Италии до Китая. Основателем считают полумифич. проповедника Мани (216-277). М. представляло собой синтез зороастризма и хрис­тианства. Из христианства М. заим­ствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же М. являл­ся зороастрийский дуализм, при­знание двух субстанциальных на­чал бытия - противоборствующих царства света, добра, духа и царст­ва тьмы, зла, материи. В первом господствует бог, во втором — дьявол. Борьба двух царств завер­шится катастрофой, в результате к-рой материя погибнет, а дух станет свободным. Мир, соглас­но М., есть воплощение зла. Че­ловек, будучи двойств, сущест­вом (душа - порождение света, тело - тьмы), может помочь силе света в борьбе против силы тьмы. Поскольку силы тьмы отождеств­лялись трудящимися с эксплуатат. порядками, М. явилось формой пассивного клас. протеста. Хрис­тианство объявило М. ересью. В Передней Азии М. оказало влия­ние на маздакизм.

МАНТИКА  (греч. mantikē) - га­дание,  различные  способы узна­вать неизвестное или предсказы­вать будущее. На ранних стадиях развития   об-ва   земледельцы   и скотоводы пытались путем гадания определить  виды  на   урожай   и приплод скота. В клас. об-ве по­явились профессионалы, занимаю­щиеся М., напр, некроманты в Др. Греции, авгуры, гаруспики в Др. Риме, астрологи, хироманты, фи­зиогномики   в   ср.-век.   Европе. Наиболее известны следующие ви­ды М.: гадание по движению не­бесных тел (астрология), по лопа­точной кости животного (скапулимантия), по виду внутренностей животных (гаруспиции), по поле­ту   и   крику   птиц   (ауспиции), но форме пупка (омфаломантия), по линиям руки  (хиромантия), по  старинным стихам   (рапсодо-мантия), по цифрам (арифмомантия), по движению змей  (офиомантия), общение с духом умер­шего     (некромантия),    гадание по   расплавленному   воску   или олову, по сновидениям, на бобах, игральных картах, кофейной гуще и мн. др.

МАРА - см. Кикимора.

МАРА (санскр. - смерть) - в будд, мифологии бог зла, сатана-искуситель, потворствующий чувствен­ным желаниям, препятствующим лучшему перерождению. Пытался отвратить царевича Гаутаму от избранного им пути, послав с этой целью против него духов в виде львов, пантер, великанов, огнен­ных языков и т. п. Затем послал своих дочерей — страсть, заботу и наслаждение — с целью искусить его. Но Гаутама не поддался иску­шению чар М.

МАРАБУТЫ (франц. marabout, от араб. „мурабит — живущий в рибате - укрепленном поселе­нии) — члены мусульм. военно-религ. ордена монахов-дервишей в Сев. Африке. В 11-12 вв. М. завоевали Марокко и основали феод. династию Альморавидов. Позже М. называли мусульм. свя­тых, а также вождей или основа­телей религ. братств, дервишеских орденов. В более широком смыс­ле - то же, что дервиши.

МАРДУК - верховный бог вавилон. религии со времени превра­щения Вавилона в центр Двуречья. Согласно мифу, М. - олицетворе­ние сил мир. порядка - отважился выступить против чудовища Тиамат, защитить богов, а взамен получил верховенство. В жестокой битве М. победил чудовище, рас­сек его тело и создал из отдельных частей небо и землю. М. отождеств­лялся с шумерским Энлилем.

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750-1803) - франц. материалист и атеист, утопич. коммунист. В годы франц. революции - участник дви­жения дехристианизации. В трудах „Французский Лукреций , „Сло­варь древних и новых атеистов и др. развенчивал Библию, миф о Христе, критиковал деизм. М. высказал мысль о создании орг-ции атеистов, подошел к идее бога как обоготворенного чело­века, связывал преодоление ре­лигии с коммунистич. преобразо­ванием об-ва.

МАРИТЕН Жак (1882-1973) - франц. философ-неотомист. Ядро филос. воззрений М. - представле­ние о личности как „метафизич. тайне , недоступной человеч. разу­му; ее поведение обусловлено „св. порядком , ее свобода достигает­ся на пути слияния с богом. В цент­ре соц. доктрины М., его теории „интегрального гуманизма , - по­ложение о единстве „христ. циви­лизации с демократией, прогрес­сом. Поэтому стремление христианина достичь царства божьего дол­жно сочетаться с активным улуч­шением земной жизни. Хотя М. критиковал капитализм, его „ин­тегральный гуманизм остался реакц. утопией. Осн. труды: „Ан­тимодерн , „Интегральный гума­низм .

МАРИЯ - см. Богородица.

МАРК - согласно христ. преда­нию, ученик апостола Петра, автор второго канонич. евангелия, в да­тировке к-рого исследователи су­щественно расходятся. В том виде, в каком оно дошло до нас, Еванге­лие от М. оформилось не ранее сер. 2 в.

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин - см. Аврелий Марк.

МАРК ТВЕН (наст, имя Самюэль Клеменс, 1835-1910) - америк. писатель. В своих ярких сатирич. произведениях подверг резкой критике религ. догматы, раскрыл несостоятельность „священного писания , показал ханжество и лицемерие религ. морали. Устами своих персонажей утверждал, что не существует „ни бога... ни рая, ни ада . В ряде памфлетов разоб­лачил тесный союз капитализма и религии. Нек-рые произведения М. Т., имеющие атеистич. направлен­ность, не смогли быть изданными при жизни автора (напр., лишь в 1962 вышли в свет „Письма с Земли ). И поныне знач. часть его лит. наследия, в т. ч. антирелиг. рассказы, памфлеты, очерки, находится в архивах.

МАРКИОН - деятель христиан­ства 2 в., уроженец Малой Азии, богатый судовладелец. Появился в Риме ок. 140. М. выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеч. природы Иису­са. М. написал евангелие на осно­ве сокращенной версии Евангелия от Луки и отредактировал 10 по­сланий Павла. Римск. христиане исключили М. из своей общины, но он имел много сторонников в Италии, Малой Азии и др. ме­стах. Учение М. близко к гно­стикам.

МАРКОВ Андрей Андреевич (1856-1922) - рус. математик, академик, решительно выступав­ший против религии и правосл. церкви, к-рую рассматривал как врага передовой культуры и науки. В 1912 подал в Синод заявление с просьбой отлучить его от правосл. церкви, т. к. „не сочувствует ре­лигиям, к-рые „поддерживаются огнем и мечом и сами служат им . Это смелое выступление вы­звало широкий отклик среди пе­редовой интеллигенции, нанесло удар по авторитету рус. правосла­вия.

МАРКС Карл (1818-1883) - вождь и учитель международ. про­летариата, основоположник науч. коммунизма, беспощадный кри­тик религии. В анализе сущности религии, ее соц. корней и путей ее преодоления М. исходил из диалектико-материалистич. мировоззре­ния, из клас. задач пролетариата. М. поставил науч. атеизм, крити­ку религии на службу освободит, борьбе рабочего класса. В этом отличит, черта атеизма М. Открыв законы развития об-ва, позволяв­шие дать материалистич. понима­ние истории, М. раскрыл причины возникновения и закономерности развития форм обществ, сознания, в т. ч. и религии. Религия есть фантастич. отражение в головах людей придавленности их стихийными силами природы и угнетающими, порабощающими их обществ, от­ношениями. На первонач. ступенях развития человеч. об-ва природа, писал М., „противостоит людям как совершенно чуждая, всемогу­щая и неприступная сила . И это приводит к „обожествлению при­роды . Это обожествление при­роды обусловливается определен­ными обществ, отношениями, или, по выражению М., „формой обще­ства (Соч., т. 3, с. 29). Преврат­ный мир, говорил М., порождает и превратное мировоззрение. В “Немецкой идеологии М. от­мечал, что люди в религии пре­вращают свой эмпирич. мир в не­кую мыслимую представляемую сущность, противостоящую им как нечто чуждое. М. вскрыл соц. роль религии как служанки экс-плуатат. классов. В письме к Руге от 18 ноября 1842 он писал, что истоки религии „находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности , от­ражением к-рой является религия, последняя гибнет (Из ранних про­изведений, с. 252) . М. показал, что религия   одурманивает  сознание народных масс, опутывает их се­тями несбыточных надежд, увеко­вечивает соц. рабство, невежество и темноту трудящихся. „Религия есть опиум народа (т. 1, с. 415). В. И. Ленин отмечал, что „это изре­чение Маркса есть краеугольный камень    всего    миросозерцания марксизма в вопросе о религии (т. 17, с. 416). Большое внимание М. уделял критике христианства. Христианство, подчеркивал он, ка­лечит и разлагает личность, ибо „социальные принципы христиан­ства превозносят трусость, презре­ние к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом - все качества черни, но для проле­тариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, созна­ние   собственного   достоинства, чувство гордости и независимо­сти - важнее хлеба. На социаль­ных принципах христианства ле­жит печать пронырливости и хан­жества, пролетариат же - револю­ционен   (т. 4, с. 204-205). М. связал критику религии с крити­кой политики и соц. порядков эксплуатат.   классов,   обосновал формы борьбы против религии и ее  преодоления. Борьба против религии есть борьба за освобож­дение трудящихся, за ликвидацию эксплуатации человека человеком. „Упразднение религии, как иллю­зорного счастья народа, есть требо­вание его действительного счастья'4 (т. 1, с. 415). Науч. атеизм исхо­дит из того, что борьба с религией должна сочетаться с борьбой про­тив др. форм сознания эксплуатат. классов,   к-рые  дают  теоретич. обоснование религии. Науч. крити­ка религии должна носить всесто­ронний характер. „Критика неба превращается... в критику земли, критика  религии  - в критику права, критика теологии - в кри­тику политики (там же). Борьба с религией является необходимой предпосылкой формирования творческой личности. „Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, дейст­вовал, строил свою деятельность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек (там же) . М. показал, что религия не вечна. В „Капитале он отмеча­ет, что „религиозное отражение действительного мира может вооб­ще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повсед­невной жизни людей будут выра­жаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с приро­дой (т. 23, с. 90). Преодоление религии предполагает, писал М., создание определенных экономич. предпосылок, необходимых мате­риальных условий. Она будет исче­зать постепенно вместе с ликвида­цией эксплуатат. строя и по мере прогресса социализма. Но исчезно­вение религии не автоматич. про­цесс. Здесь важная роль принадле­жит воспитанию. ,,Религия будет исчезать в той мере, в какой бу­дет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного раз­вития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию (т. 45, с. 474).

МАРОНИТЫ - представители осо­бой ветви католич. церкви в Си­рии и Ливане, к-рые некогда были монофелитами, но в J6 в. призна­ли верховенство Ватикана. Свое название М. получили от имени религ. деятеля 7 в. Марона. М. до сих пор сохраняют свою органи­зационную и культово-догматич. самобытность (богослужение про­водят на сир. языке, отвергают целибат). [лавой М. (после папы) является „патриарх Антиохии и всего Востока , резиденция к-рого находится около Бейрута. В Лива­не и Сирии насчитывается ок. 400 тыс. М., 15 тыс. живут в Египте, Израиле и Иордании. Ок. полу­миллиона эмигрировавших М. про­живает в Юж. Европе, Сев. и Юж. Америке, где, сохраняя собств. литургию и духовенство, они под­чиняются местным католич. епис­копам.

МАРРЕТ Роберт (1866-1943) - англ. этнограф и историк, зани­мавшийся преимущественно воп­росами происхождения религии. М. подверг критике мн. представ­ления о происхождении религии, развитые Э. Тайлором. В части., в противоположность попыткам Тайлора и др. объяснить возник­новение религии ошибками в мыш­лении „дикаря-философа , М. подчеркивал роль эмоц. процессов в возникновении религии. Он писал, что религия не выдумывает­ся, а „выплясывается . С его т. зр., представления первобытн. людей о сверхъестественном носили пер­воначально безличный характер и воплощались в верованиях в ману и в табу.

МАРС (от лат. mas - мужская производящая сила) - бог войны в римск. пантеоне, почитался как отец римск. народа, охранитель полей и стад, позднее - покрови­тель конных состязаний. Жрецами М. были салии.

МАРСЕЛЬ Габриэль Оноре (1889— 1973) - франц. религ. философ. основатель католич. экзистенциа­лизма. Развивал антиинтеллектуалистскую, интуитивистскую тенденцию в католицизме. Решающее значение в приобщении к религии отдает эмоц.-нравств. пережива­ниям человека - „экзистенциаль­ному опыту . Защиту и обоснова­ние религ. вероучения М. пытается вести с позиций субъективного идеализма. Для него характерно резкое противопоставление внутр. мира человека, индивид, сознания соц. сторонам существования лю­дей.

МАРСИЙ - персонаж греч. мифо­логии, вначале - речное божество, хозяин одноименной р. в Малой Азии, позднее, в общегреч. пан­теоне, - спутник в свите Диониса.

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ (меж­ду 1275 и 1280 - ок. 1343) - итал. политик и философ. В гл. соч. „Защитник мира (1324) вы­ступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в ре­зультате обществ, договора; отде­лял политику от теологии, защи­щал веротерпимость. Был отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению (1327).

МАРТИРОЛОГ (греч. martyros - мученик, logos - слово) - жанр религ. агиографии, повествующий о св. мучениках за веру: о гонени­ях на них, о претерпеваемых ими муках и казнях. Замысел всех христ. М. опирается на представле­ние о мученическом подвиге, т. е. о готовности ради „многой мзды на небесах с радостью принять поношение, гонение, бедствие и смерть во имя Христа, за истин­ную веру. Самыми известными М. являются „Всеобщий М. в като­лицизме (1536), „Менелогий в православии (9 в.). В М. преувели­чиваются и мистифицируются действит. факты преследований хрис­тиан в первые века христианства. Рассказы М. большей частью ска­зочны, легендарны, фантастичны, особенно там, где речь идет о чуде­сах, якобы сопровождавших смерть св. мучеников. М. исполь­зуются для разжигания фанатизма религ.

МАРУТЫ — боги ветров ведич. пантеона, первоначально друзья и союзники Индры. Согласно инд. мифам, поддерживают в состоя­нии разделенности небеса и зем­лю, контролируют выпадение дож­дей.

МАСКА РИТУАЛЬНАЯ - лицевое изображение к.-л. зооморфного или антропоморфного существа, надеваемое человеком в ритуаль­ных целях. Применение М. р. свя­зано с культами предков, духов, животных, тотемистич. представ­лениями и пр. Надевший М. р. как бы преображался в то существо, к-рое она изображала. Диапазон использования М. р. чрезвычайно велик: в практике тайных муж­ских союзов в Океании и Африке, шаманские М. р. у народов Сиби­ри, в религ. мистериях устрашения еретиков (напр., цам в ламаизме), в погребальных культах мн. наро­дов мира

МАСЛЕНИЦА - др.-славян. празд­ник, посвященный проводам зимы и встрече весны. В М. сильны чер­ты культа предков, аграрного и семейно-родового культов. Для нее характерны магич. действия, связанные с ожиданием будущего урожая. До 20 в. имели место эле­менты сакральной эротики, свя­занные с магией плодородия. На се-мейно-родовой характер М. указы­вают, в части., названия дней праздника; пятница — тещины ве­черки, суббота - золовкины поси­делки. С культом предков связа­ны обычаи последнего дня М. - прощеного воскресенья, обязатель­ные для М. блины — поминальная обрядовая пища вост. славян.

МАСОНСТВО,     франкмасонство (франц. franc-maçon -  вольный каменщик) - религ.-филос. тече­ние, возникшее преимущественно в аристократич.-бурж. среде в нач. 18 в. в Англии и выразившееся в создании тайных об-в  (лож), члены к-рых провозгласили своей целью   „объединение   людей  на началах братской любви, взаимо­помощи и верности . Масонские ложи построены по образцу средневек. цеховых объединений ка­менщиков, у к-рых они заимство­вали специфич. обрядность и слож­ную атрибутику. Первоначально М. развивалось в русле вольнодумст­ва и оппозиции по отношению к офиц. церкви и ее морально-этич. установкам, но со временем в нем усилился мистицизм,  оно стало оружием борьбы против материа­лизма и атеизма. Осуждено цер­ковью,  к-рая усмотрела в  нем конкурента в борьбе за массы и за влияние на господств, классы. В  Германии  М. поддерживалось Фридрихом II, а во Франции - Наполеоном I и Наполеоном III.В России первые ложи появились в 1762 в Москве и просущество­вали вплоть до Великого Октября. В наст. вр. М. распространено во мн. странах Зап. Европы и Амери­ки и всю свою деятельность направляет на  сохранение сущест­вующего бурж. строя.

МАСОРЕТЫ   (от др-евр.  „масора   - предание, передача традиции) - средневек. иуд. редакторы и комментаторы Ветхого завета. М. сличали различные рукописи, устанавливали „единственно ис­тинный текст и добивались унич­тожения рукописей, расходивших­ся с ним. М. создали систему знач­ков, указывавших, как произно­сится не имеющий гласных букв в.-з. текст, установили интервалы между слитными ранее словами, подсчитали и точно закрепили ко­личество фраз и слов в отд. колон­ках рукописей. Помимо редактор­ской работы, М. создали большое количество примечаний к тексту Ветхого завета.

МАССОВЫЕ ФОРМЫ АТЕИСТИ­ЧЕСКОЙ  ПРОПАГАНДЫ   -  см. Атеистическая пропаганда, Атеис­тическая печать. Атеистическая лекция. Вечер вопросов и ответов, Атеистическая беседа.

„МАТЕР ЭТ МАГИСТРА - см.Энциклики пап социальные.

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный)  — филос. направ­ление, к-рое исходит из первично­сти природы, материи, бытия и вторичности духа, сознания, иде­ального. Различают филос. М. и М. стихийный. Люди, стоящие на по­зициях стихийного М., считают, что вне человека и независимо от него существует объективный ма­териальный мир, однако это убеж­дение они не обосновывают теоре­тически.  Филос.  М.  кладет это убеждение в основу своих теоретич. построений. Филос. М. заро­дился в рабовлад. об-ве. На про­тяжении   истории  он  был,   как правило, мировоззрением передо­вых, прогрес. соц. слоев или клас­сов, заинтересованных в объектив­ном познании природы и об-ва, боровшихся с религ.-мифологич. мировоззрением.   Различают сле­дующие осн. историч. формы М.: М.   древнего   мира;    М.   эпохи Возрождения;   бурж.  М.   17 в.; бурж. М. 18 в.; М. Л. Фейербаха; М. рсволюц. демократов России и Вост. Европы; диалектич. и ис­торич. М. Каждая из этих форм М. обладает своими особенностями, определяемыми историч. условиями ее формирования, в части., уровнем развития производства и науч. познания, остротой клас. противоречий и особенностями идеологич. борьбы, традициями филос. мышления и т. п. Диалектич. М., созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитый В. И. Ле­ниным, является закономерным продолжением и развитием материалистич. традиций прошлого, выступает в совр. эпоху как един­ственно науч. форма М. Основой всякого М. является признание первичности материального мира, который, по выражению Геракли­та, „не создан никем из богов и существует вечно в процессе своего саморазвития. Правильно подчеркивая зависимость созна­ния от мозга, материалисты прош­лого не могли объяснить соц. при­роду сознания, его возникновение в процессе трудовой, предметной деятельности людей. Поэтому нек-рые из них скатывались к вульгар­ному М., к отождествлению созна­ния и материи. Домарксист. М. не мог научно объяснить проис­хождение различных явлений ду­ховной жизни об-ва, в т. ч. и рели­гии. Как указывал Ф. Энгельс, осн. вопрос философии нередко высту­пал в форме вопроса о том, создан ли мир богом или существует от века. В силу этого М. исторически был тесно связан с атеизмом, бу­дучи филос. основой его выводов и положений. Материалисты прош­лого критиковали религию как вид человеч. заблуждений, как ложное, искаженное отражение мира. Они стремились понять происхождение религии на основе естеств. земных причин, высказали на этот счет не­мало правильных суждений. Диа­лектич. М. впервые раскрыл соц. и гносеологич. корни религии и тем самым дал ей науч. объясне­ние. М. развивался в постоянной борьбе с идеализмом и религией. Однако метафизич. М., не оплодот­воренный диалектикой, не всегда мог успешно противостоять идеа­лизму. Так, напр., механистич. М., сводивший всякое движение к пе­ремещению тел в пространстве, оставлял место для идеи „перво­толчка , что использовалось мн. теологами для обоснования т. н. „доказательств бытия бога . Толь­ко диалектический М. закрывает все лазейки для идеализма и по­повщины, выступает как после­довательно научная форма мате­риализма.

„МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИО­КРИТИЦИЗМ”. Критические за­метки об одной реакционной фи­лософии — осн. филос. труд В. И. Ленина. Издан в 1909, когда в России после поражения револю­ции 1905 наступил период реакции. Он породил кризис либерализма и мелкобурж. демократизма. Усили­ями их идеологов в об-ве активно стимулировался интерес к религии и мистицизму, различным формам идеализма. Кризис затронул и социал-демократию, что нашло вы­ражение, по словам Ленина, “в махистском поветрии среди марксис­тов (т. 20, с. 88). Рус. махисты (Богданов, Луначарский, Базаров и др.) пытались ревизовать филос. основы марксизма, говорили об устарелости материализма, утвер­ждали, что потребностям науки более всего отвечает эмпириокри­тицизм. В своей книге Ленин дал анализ реакц. класс .-теоретич. при­роды махизма (включая эмпирио­монизм и эмпириосимволизм), неокантианства и др. течений идеа­лизма, доказал несостоятельность бурж. и ревизионист, критики диалектико-материалистич. миро­созерцания. Ленин обосновал и развил мн. положения марксист, философии, прежде всего гносео­логии, теории отражения. В „М. и э. раскрыта сущность револю­ции в естествознании, дано филос. обобщение его достижений, обри­сован кризис, к-рый переживала физика в нач. 20 в., показаны пути его преодоления. Несмотря на цензурные ограничения, в книге критикуются религ. взгляды, вы­явлена тесная связь идеализма с фидеизмом, махизма (в части., эмпириомонизма) - с богострои­тельством. Ленин отверг утверж­дения рус. махистов о „религ. атеизме , о практической ценно­сти обожествления „высших чело­веческих потенций и т. д., под­черкнув несовместимость веры и знания, науки и религии. Труд Ленина „М. и э. играет огромную роль в совр. идеологич. борьбе, является важнейшим источником формирования коммунистич. ми­ровоззрения.

МАТЕРИАЛЬНОЕ   ЕДИНСТВО МИРА - принцип материализма, утверждающий, что мир есть дви­жущаяся материя и не существует ничего, что не было бы определен­ным видом материи, ее свойством или формой ее движения. Этот принцип формировался на основе успехов науч. познания и практи­ческого освоения природы чело­веком. Для домарксист. материа­листов характерно было связы­вать М. е. м. с признанием сущест­вования простейшей материальной первоосновы,      модификациями к-рой они пытались представить все существующие вещи и явле­ния. В Новое время в качестве такой первоосновы принимались чаще всего мельчайшие неделимые частицы - атомы. В кон. 19 в. бы­ло обнаружено, что атомы сложны и состоят из еще более мелких ча­стиц, получивших позднее назва­ние элементарных. Однако и эле­ментарные частицы не есть пре­дельно простое начало. В. И. Ленин еще в 1908 писал, что „электрон так же неисчерпаем, как и атом (т. 18, с. 277), что подтверждает­ся совр. физикой, к-рая все ближе подходит к раскрытию сложной структуры элементарных частиц. Отбросив  идею единой простой неизменной первоосновы, диалектич. материализм утверждает не­исчерпаемое качеств, многообра­зие движущейся материи. Всеоб­щая взаимосвязь видов материи, а также наличие у них таких все­общих сторон и свойств, как дви­жение, пространство, время, детер­минизм, отражение, и обусловли­вают М. е. м. Марксист, филосо­фия рассматривает сознание как свойство   высокоорганизованной материи, высш. форму отражения, что укрепляет принцип М. е. м. Сторонники идеализма и религии, противопоставляя сознание мате­рии  как  особую сверхъестеств. реальность   естеств.   реальности, отрицают М. е. м. Мир у них рас­падается на два: духовный и материальный, что извращает действит. картину мира, создает пре­пятствия на пути человеч. по­знания.

МАТЕРИЯ и СОЗНАНИЕ - элемен­ты бытия, рассматривающиеся с позиций религ.-идеалистич. миро­воззрения как принципиально раз­ные, причем сознанию отводится определяющая роль по отношению к  материи.  Теологи  объясняют сознание   проявлением   деятель­ности независимой от тела бес­смертной души, данной человеку богом. Назначение человеч. созна­ния религия усматривает в том, чтобы человек открывал для себя бога, постигал его волю и направ­лял  свою деятельность на осу­ществление ее. Совр. наука свиде­тельствует о том, что сознание без материального носителя - мозга человека - не существует и все представления о независимой от тела бессмертной душе являются иллюзорными.    Мыслители-мате­риалисты всегда считали сознание явлением вторичным по отноше­нию к материи, но конкр. пони­мание связи М. и с. долгое время оставалось упрощенным. Мн. ма­териалисты прошлого рассматри­вали сознание в качестве свойст­ва, присущего всей материи. Од­нако  оставалось невыясненным, каким   путем   реализуется   это свойство, стиралась грань между живой и неживой природой, меж­ду психикой животных и мыш­лением человека. В сер.  19 в. нек-рые  естествоиспытатели  пы­тались    отождествить    сознание с некоей тонкой секрецией, к-рую мозг выделяет подобно тому, как печень   выделяет   желчь.  Такая позиция   явно  вульгаризировала понимание    природы    сознания, превращая его в разновидность материи. Несмотря на упрощен­ность в подходе к  природе со­знания,   материалистич.   филосо­фия и естествознание в домарк-совский период установили, что сознание человека связано с дея­тельностью мозга и является отра­жением в мозгу внешнего мате­риального мира. Последовательно науч. решение проблемы соотно­шения М. и с. получает в марксистско-лснинской  философии. В. И. Ленин сформулировал поло­жение о том, что универс. свойст­вом материи является отражение, родственное ощущению. В нежи­вой природе оно проявляется в изменении тела под воздейст­вием др. тел. Усложнение структу­ры материи ведет и к усложнению проявлений отражения. Для про­стейших живых тел специфично отражение в форме раздражимо­сти, к-рая играет существенную роль в их самосохранении и само­воспроизведении. С появлением в ходе эволюции живого много­клеточных организмов, обладаю­щих нервной системой и мозгом, возникает нсихич. форма отраже­ния, обеспечивающая сигнальное взаимодействие организма с ок­ружающей средой. На основе тру­довой коллективной деятельности и языкового общения у человека развивается сознание как высш. форма отражения, включающая мышление, к-рое не только отра­жает глубокие стороны сущест­вующего, но и творит образы не­существующего. Сознание позво­ляет людям успешно ориентиро­ваться в существующем мире, предвидеть ход событий и направ­лять его в желаемую сторону, преобразовывать в процессе тру­да материальную среду и управ­лять ею. И все же оно остается вторичным фактором, форми­руясь в конечном счете под опре­деляющим влиянием материаль­ной основы жизни об-ва - произ­водит. сил и производств. отно­шений.

МАТОРИН Николай Михайлович (1898-1935) - сов. ученый, спе­циалист в области этнографии и истории ранних форм религии. С 1930 по 1935 возглавлял этно-графич. исследования в АН СССР, был директором Музея антропо­логии и этнографии АН СССР, ди­ректором Института антропологии и этнографии АН СССР. Один из деятелей Центр, совета Союза воинствующих безбожников СССР и председатель его Ленинградско­го обл. отделения. Осн. работы: „Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь   (1929); „Православный культ и производство (1931) ; „Женское божество в православном культе. Очерк по сравнительной мифоло­гии (1931).

МАТФЕЙ - согласно христ пре­данию, ближайший ученик Иисуса Христа, один из 12 апостолов, автор первого канонич. евангелия, к-рое окончательно сложилось во 2  в.   (см.  также  Евангелисты).

МАТЮРИНЦЫ, матурины - назва­ние, закрепившееся во Франции за тринитариями. Происходит от принадлежавшей им в Париже иеркви св. Матюрина. Франц. ко­роль Филипп II Август покрови­тельствовал тринитариям, что способствовало быстрому росту и обогащению этого ордена. М. принадлежали во Франции боль­шие земельные владения. Во вре­мя Франц. бурж. революции 18 в. орден тринитариев во Франции был ликвидирован.

МАУРЬИ - одна из др.-инд. цар­ских династий (320-183 до н. э.). В эпоху М. происходило активное распространение идей буддизма и джайнизма. При императоре А шоке были утверждены тексты, вошедшие затем в будд, канон, и началось активное миссионерство будд, монахов за пределами Ин­дии.

МАУТНЕР Фриц (1849-1923) - представитель бурж. свободомыс­лия, нем. историк атеизма, фило­соф позитивистск. толка, сторон­ник агностицизма и субъективного идеализма. В целом сочувственно относился к атеизму, видя его позитивные черты в антидогма­тизме и антиклерикализме. Осн. труд М. „Атеизм и его история на Западе (4 т., 1920-1923) содержит полезный фактич. ма­териал, к-рый, однако, обобщен с идеалистич. позиций. М. не при­знавал соц. обусловленности ате­изма, давал ненауч. трактовку целого ряда атеистич. учений, в т. ч. марксистского.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ЧАВ - ЧУР

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907) - груз, писатель, мыслитель-материалист, обществ, деятель, основоположник критич. реализма в груз, лит-ре. На миро­воззрение Ч. большое влияние оказали рус. ре...

Авторизация



Движение атеизма:

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Открытое письмо Атеистического общества Москвы

News image

президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру М. М...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...