Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




САВ - СВЯ

Понятия и определения - Атеистический словарь

САВАОФ (от др.-евр. цебабот - воинственный) - в иудаизме - один из эпитетов бога Яхве. В христианстве С. отождествляет­ся с первым лицом троицы, с бо­гом-отцом.

САВОНАРОЛА Джироламо (1452-1498) - итал. религ.-политич. реформатор, проповедник, монах-доминиканец. Призывая вернуться к апостольскому идеалу, осуждал роскошь, развлечения, „суетное светское искусство. После паде­ния в 1494 тирании Медичи и вос­становления во Флоренции респуб­лики провел ряд демократич. ре­форм. Однако стремление С. соединить республику с теокра­тией лишило его поддержки на­родных масс, чем воспользовались сторонники римск. папы и Меди­чи, добившиеся, чтобы С. был предан суду по обвинению в ереси и казнен.

САВВАТИЙ Соловецкий (ум. 1435) - один из основателей Соловецкого монастыря. Был мо­нахом Кирилло-Белозерск. монас­тыря, затем жил в уединении на о-ве Валааме. Впоследствии пере­селился на Соловецкий о-в, по­ложив начало монастырск. обще­житию. Причислен к лику святых.

САДДУКЕИ (от имени Садока, основателя династии первосвящен­ников Иерусалим, храма) - религ-политич. группа в Иудее (2-1 вв. до н. э.), состоявшая из жреч. аристократии. С. защищали позиции рабовлад. верхушки, с к-рой были связаны их интересы. Признавали Тору (Пятикнижие) и отрицали возникавшие в тот период мессианск. и эсхатологич. идеи, а также загробную жизнь.

САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacer - священный) — 1) вовлечение в сферу религ. санкционирования обществ., групп, и индивид, со­знания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институ­тов. Тенденция к С. особенно ха­рактерна для докапиталистич. обществ.-экономич. формаций; 2) наделение материальных пред­метов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. магич. свойствами и возведение их в ранг сакральных, священных, святых. С. могла происходить стихийно, традиционно; в ряде конфессий разрабатывались спец. процедуры освящения. Св. пред­меты, персоны, действия, тексты, речевые формулы и пр. могут подвергаться десакрализации. Напр., протестантизм изъял из культовой практики предание, иконы, святых, мощи, таинства и др.

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. — sacer — священный)  - 1)                                                                вымышленные,   наделяемые сверхъестеств. качествами сущест­ва - персонажи религ. мифов; 2)  религ. ценности - вера, „ис­тины вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религ. культа. С. проти­вопоставляется мирскому, не от­носимому к сфере религии.

САКРИСТИЯ (лат.) - название помещения в католич. храме, в к-ром хранятся предметы куль­та, используемые при богослуже­нии: священнич. одежды, культо­вая утварь и пр.

САКЬЯ-МУНИ - см. Шакьямуни.

САЛАТ - см. Намаз.

САЛИИ (лат. Salii, от salio - прыгаю, пляшу) - др.-римск. жрецы бога Марса и его ипостаси бога Квирина, составлявшие 2 кол­легии, по 12 человек в каждой: палатинскую и квиринальскую (по названиям районов Рима). С. избирались из патрициев и возглавлялись магистром. Во время ежегодн. празднеств, посвящен­ных Марсу, С пели магич. гимны и исполняли св. пляску (отсюда название С. - плясуны), ударяя копьями в св. щиты (анкилы), один из к-рых, по преданию, упал с неба. Кроме римск. С. существо­вали коллегии Сив нек-рых др. италийских городах.

САМОВНУШЕНИЕ - внушение че­ловеком самому себе определен­ного состояния, чувства, отноше­ния к окружающему миру; инди­вид, способ психич. саморегуля­ции. В отличие от самоубеждения С. происходит обычно без привле­чения логич. доводов. Как опре­деленная система воздействия на деятельность организма и само­чувствие человека С. зародилось на Др. Востоке. Различные религ.-филос. учения, особенно йога, использовали для достижения своих мистич. целей (медитация, состояние религ. экстаза и т. п.) сложные многоступенчатые систе­мы С. Психофизиологич. меха­низм его достаточно сложен, что открывает возможность истолко­вывать С. в религ.-мистич. духе. В действительности его основу составляет воздействие с по­мощью слов и связанных с ними образов на кору и далее на под­корковые нервные центры голов­ного мозга, „отвечающие за оп­ределенные функциональные системы организма. В С. важную роль играют процессы представле­ния и воображения, а также инди­вид, психич. качества, в части, внушаемость. Если предметом С. выступают религ. представления и идеи, оно становится для инди­вида одним из средств укрепле­ния веры в бога, создает благо­приятную почву для молитв, со­стояний, для некритич. восприя­тия церк. проповедей и т. д. В совр. психотерапии С. исполь­зуется с целью укрепления орга­низма при больших нагрузках и в стрессовых ситуациях (ауто­генная и психомышечная трени­ровка) .

САМОКРЕЩЕНЦЫ - см. Спасовский толк.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (самовоспитание) — сознат. и целенаправл. деятельность личности по развитию в себе определенного нравств. сознания и нравств. ка­честв в соответствии со своими представлениями о нравств. идеа­ле. Стремление к С. — закономер­ное следствие развития самосоз­нания, нравств. формирования че­ловека, осознающего себя как лич­ность. К. Маркс отмечал, что в от­личие от животного человек „дела­ет самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания (т. 42, с. 93). Личное С. - важнейший элемент религ.-этич. систем клас. об-ва. Однако они, отрывая личность от об-ва и    ориентируя   на   достижение сверхъестеств.   идеала   (слияние с абсолютом, богом и т. д.), мис­тифицируют процесс нравств. С. Напр.,  в   буддизме С  связано с достижением нирваны, в резуль­тате   чего   якобы   достигается слияние   с   абсолютом,  прекра­щение    процесса    перевоплоще­ний,   избавление   от  страданий. Христ. учение о С. многое вос­приняло от филос. взглядов пред­ставителей   позднего  стоицизма. Оно предполагает веру в бога, к-рый якобы направляет человека на путь духовного совершенства, помогает  одержать  победу  над плотью, спасти бессмертную душу. Христ.   С.   требует   неукоснит. соблюдения кодекса нравств. доб­родетелей христианства  (любовь к богу и ближнему, смирение, долготерпение и т. п.). В католи­цизме С. сводится к познанию с помощью церкви вечных и неиз­менных   христ.   добродетелей  и следованию им в жизни. Человек, несмотря на грехопадение, обла­дает достаточными  силами для С. Протестантизм, напротив, под­черкивает неспособность человека своими силами стать нравствен­ным. Это может сделать только бог. Марксист, этика рассматрива­ет С. как самовоспитание лично­сти, направленное на удовлетворе­ние потребности в нравственности. Она подчиняет С. служению об­ществ,  целям, связывает его с творческим и сознат. усвоением принципов коммунистич. морали.

САНКХЬЯ - одна из ортодокс, школ др.-инд. философии. Учение изложено в Санкхья-карике и Санкхья-сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первоматерию (пракрит), к-рой присущи 3 качества - саттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас (активность), и духовное начало, пуруша (сознание). Взаи­модействие пракрита и пуруши является началом развития Вселенной и индивида.

САНСАРА (санскр. - странствова­ние) - в индуизме и буддизме - представление о текучести и не­постоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмигра­ция, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, живот­ного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с за­коном кармы (воздаяния). Цель спасения человека - освобожде­ние от перерождений и достижение мокши (осознания душой того, что она — часть божеств, души) и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма, т. е. выпол­нение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение. С, возлагая ответст­венность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования.

САРТР Жан Поль (1905-1980) - франц. писатель, драматург, фило­соф-экзистенциалист, идеолог т. н. атеистич. экзистенциализма. Осн. филос. работы: „Бытие и ничто (1943) и „Критика диалектиче­ского разума (1960). С. отвергал теологию и признавал несостоя­тельными все доказательства бы­тия бога, подчеркивал внутр. про­тиворечивость самого понятия „бог . Он утверждал, что божеств, провидение и человеч. свобода исключают друг друга. Однако идеалистич. характер философии С, ее противоречивость лишали его атеизм действенности.

САТАНА (от др.-евр. сатан, букв.   —   противодействующий), дьявол — по учению ряда рели­гий - злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху. Историч. истоки веры в С. коренятся в представлениях первобьггн. об-ва о добрых и злых духах. С формированием клас. об-ва складываются пред­ставления об иерархии гл. и под­чиненных духов, к-рые в ходе развития монотеистич. религий трансформировались в представ­ление о С. Для обозначения дьяво­ла употребляются также имена: Вельзевул, Люцифер, Мефисто­фель, Воланд и др.

САТИРЫ - в др.-греч. мифоло­гии - низшие божества, полубоги, первоначально, видимо, лесные и горные духи, олицетворяющие силы природы. Изображались в виде людей с козлиными рогами, ушами и ногами.

САТУРН (от лат. satus - посев) - в др.-римск. мифологии - бог посевов, покровитель земледелия. Культ С. был одним из наиболее распространенных в Др. Италии. С. изображался в виде человека с большой бородой и обычно с серпом в руке. К кон. 3 - нач. 2 в. до н. э. культ С. сливается с культом греч. бога Кроноса. С. вошел в христианство как св. Сатурнин.

САТУРНАЛИИ - в Др. Риме - ежегодный праздник в честь Са­турна, к-рый приходился на пе­риод зимнего солнцестояния (вт. пол. декабря) и длился несколько дней. В память о существовавшем якобы в царствование Сатурна в Италии всеобщем равенстве ра­бы в дни С. уравнивались в правах с господами, нередко господа при­служивали рабам. С превращением христианства в гос. религию Римск. империи С. были запре­щены.

СВАРОГ, Сварожич (др.-индоевроп. Swarda - небо) — др.-слав. божество, покровитель» небесного огня. Эпоха культа С. датируется концом бронзового и началом железного века (1-е тысячелетие до н. э.). Согласно мифу, С. сбросил или уронил с небес кузнечные клещи и „поча люди оружье ковати . С культом С. связывается также такой эпохальный перево­рот в обществ, жизни праславян, как установление патрилокального моногамного брака.

СВЕДЕНБОРГ Эмануэль (1688-1772) - шведск. естествоиспыта­тель и философ-мистик. Написал ряд работ по математике, астро­номии, механике, горному делу. В философии сначала придержи­вался механистич. рационалистич. взглядов, затем перешел на пози­ции, близкие неоплатонизму. В 40-х гг. 18 в. впал в мистику, объявил себя „духовидцем , стал проповедовать теософское учение о точном соответствии земных и „потусторонних явлений.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ - со­гласно религ. мировоззрению, сверхчувствен, реальность, проти­вопоставляемая действительному, чувствен, миру и стоящая над ним. Религия превращает фантастич. существа, свойства, связи в o6v ект поклонения и объявляет их С. К С. причисляют богов, духов, ан­гелов, души, чудеса, провидение и пр. Религия внушает веру в то, что и реально существующие пред­меты и лица в результате „дара свыше могут наделяться сверхъ-естеств. свойствами (икона, крест, священнослужитель, чудотворец и пр.). Естеств. мир мыслится про­изводным от С. В вопросе о путях постижения С. религ. сознание при­бегает к ссылкам на откровение. Науч. атеизм на основе принципа материального единства мира вскрывает несостоятельность пред­ставлений о С. Религ. образы складываются закономерно (см. Корни религии). Представления о естественном и С. превратно отразили господство над людьми стихийных природных и обществ, процессов, наличие областей по­знанного и непознанного, разли­чие между явлением и сущностью, отдельным» и общим, единичными событиями и законами их движе­ния, конечным и бесконечным, чувственно воспринимаемым и умопостигаемым и т. д.

СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ - принад­лежность культа в различных ре­лигиях. Используются при бого­служении в храмах. Являются остатком др. верований, связан­ных с представлениями о магич. значении дыма и очистит, силе огня.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ - религ. орг-ция протестантск. толка, воз­никшая в США в нач. 70-х гг. 19 в. Ее основатели назвали себя ис­следователями Библии, с 1931 офиц. название - орг-ция С. И. Руководит opr-цией Бруклинский центр, имеющий 95 филиалов. Орг-ция строго централизована: ее президент имеет практически неограниченную власть, сверху вниз идут инструкции и лит-ра, снизу вверх - отчеты и деньги. С. И. располагают своими печат­ными органами („Сторожевая башня , „На страже , „Пробу­дись! и др.). Лит-ра издается на 163 языках народов мира. С. И. ведут исключит, активную мис­сионер, деятельность. Вероучение С. И. имеет нек-рую специфику: они отрицают триединство бога, объявив Христа и духа святого порождением Иеговы, признавая вместе с тем искупит, миссию Христа. Бог наделяется наивысш. нравственностью и справедли­востью, от него исходит универс. и неизменный нравств. закон. Касаясь космогонич. проблем, С. И. утверждают, что бог -„первая причина мира , к-рый раз­вивается далее по установленным Иеговой законам эволюции. Исто­рия об-ва представляется бруклин­ским теологам полем противобор­ства божеств, и сатанинских сил. Ведь совр. мир - олицетворение сатаны, борьба с к-рым священна. С. И. - непримиримые противни­ки самой идеи преобразования мира людьми на основе равенства и справедливости. Орг-ция проти­вопоставляет себя светским гос-вам и обществ, орг-циям, выступа­ет против всего прогрессивного, в т. ч. и против борьбы за мир. СИ. пророчествуют о наступлении царства божьего на земле лишь для праведников и своих привер­женцев, что же касается всего рода людского, то он должен погибнуть в армагеддоне, к-рый часто связы­вается с реальными обществ, про­тиворечиями: нарушением экологич. равновесия, угрозой третьей мир. войны и т. д.

СВИТКИ   МЕРТВОГО  МОРЯ   - см. Кумранские рукописи.

СВИФТ Джонатан (1667-1745) - англ. писатель-сатирик, политич. деятель. В памфлете „Сказка о бочке (1704) высмеял религ. распри между католич., англикан. и кальвинист, пуритан, церквами. Осн. произведение С. „Путешест­вие Гулливера (т. 1-2, 1726) представляет собой острую сатиру на политику господств, классов, порядки и нравы совр. ему об-ва. В „Путешествии Гулливера в сатирич. духе изображена также англикан. церковь, осуждаются религ. нетерпимость и фанатизм.

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека делать сознат. выбор в своих действиях в соответствии с поставленными им целями. В ре­лиг. направлениях, разделяющих идею божеств, предопределения, С. в. практически отрицается. Од­нако в таком случае возникает непреодолимое противоречие: от­рицание Св. фактически снимает с человека ответственность за его грехи. Пытаясь преодолеть это противоречие, правосл., католич., ислам, теологи стремятся сочетать веру в божеств, предопределение с признанием, что человек облада­ет С. в., к-рая понимается как свобода выбора между добром и злом. Т. о., человек оказывается ответственным за греховные пос­тупки. С. в. в ее религ. понимании не зависит от внешних условий, полностью обусловлена отноше­нием индивида к богу. Однако в рамках религ. концепций невоз­можно разрешение всех возникаю­щих противоречий. Неразрешимой оказывается и проблема наслед­ственной вины, греховности челб-века от рождения (см. Первород­ный грех). Только марксист, фи­лософия дает последовательно науч. представление о С. в. Она исходит из того, что деятельность людей детерминирована внешними условиями, но при этом человек обладает свободой выбора. Позна­вая закономерности окружающего мира, он может принимать реше­ния с учетом всех внешних факто­ров. Как отмечал Энгельс, С. в. - это способность принимать реше­ния со знанием дела. Отсюда сле­дует вывод о моральной и соц. ответственности личности за свои поступки. Марксист, учение, осно­ванное на диалектико-материали-стич. подходе к проблеме С. в., решительно отвергает как фата­лизм, так и волюнтаризм, анти-науч. концепции, страдающие пря­молинейностью и односторон­ностью.

СВОБОДА      И      НЕОБХОДИ­МОСТЬ - противоположные филос. категории, соотношение меж­ду к-рыми составляет одну из важ­нейших проблем концепции чело­века и истории. Известная в христ. теологии под названием проблемы свободы воли, она вызвала много споров в силу того, что идея все­могущества бога не согласуется со свободой воли человека. Если человек обладает свободой, то бог не всемогущ; если же свободы нет, то человек не ответствен за пос­тупки, а зло в мире исходит от бога. Католицизм  опирается на учение Августина о том, что чело­век не свободен в добре, посколь­ку на этом пути в нем действует благодать, но свободен во зле, к к-рому влечет его греховная при­рода. В протестантизме доминиру­ет идея предопределения всех су­деб волей бога, что превращает С. в иллюзию. Науч.-материалистич. понимание С. и н. опирается на принцип причинной обусловлен­ности психич. явлений, как и фи­зических, но  выступает против механич. подхода, не оставляюще­го места С. и ведущего к фата­лизму.  Человек  обладает  С.  и в силу этого ответствен за свои действия. Но условия, в к-рых реализуется   его  С,  подчинены законам внешней и его собствен­ной природы. Достижение реаль­ной С. в процессе историч. раз­вития     осуществляется    путем осознания  и  практич.  освоения как внешнего мира, так и внут­реннего путем раскрепощения человека, освобождения от всех видов духовного гнета.

СВОБОДА СОВЕСТИ - право граждан исповедовать любую ре­лигию или не исповедовать ника­кой, отправлять релит, культы или вести атеистич. пропаганду. Тако­во марксист.-ленин. понимание С. с и ее определение, содержащееся в Конституции СССР. С. с - органич. неотъемлемая сост. часть сов. социалистич. демократии, включает в себя: равноправие граждан, независимо от их отно­шения к религии; равенство всех религий перед законом; отсутст­вие какого бы то ни было принуж­дения в отношении исповедания или неисповедания религии; за­прет принудит, сборов в пользу церкви; невмешательство гос-ва во внутр. (богослужебные, кано­нические) дела церкви; невмеша­тельство церкви в дела гос-ва. С. с. означает также свободу атеи­стич. пропаганды, исключающей оскорбление релит, чувств верую­щих, запрещение возбуждения вражды и ненависти в связи с религ. верованиями. Марксист.-ленин. понимание С. с. в корне отличается от буржуазного. Бурж. С. с, отмечал К. Маркс, „не пред­ставляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возмож­ным видам религиозной свободы совести (т. 19, с. 30) .Сев ус­ловиях капитализма и поныне подавляется. Она осуществляется только в условиях социализма. Так, в СССР С. с. не только про­возглашается, но и гарантируется. Гарантии ее многосторонни. Это - отделение церкви от гос-ва; обще­доступность для всех граждан образования и культуры; отделе­ние школы от церкви; секуляри­зация церк. собственности; пре­доставление верующим определен­ных материальных условий, необ­ходимых для удовлетворения их религ. потребностей (передача в бесплатное пользование молитв, зданий и культового имущества, являющегося собственностью гос-ва, предоставление возможно­сти для  издания церк. лит-ры, богослужебных книг и т. п.). С. с. гарантируется статьей 52 Консти­туции СССР, а также системой гос. контроля за соблюдением законодательства советского о культах.

СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕ­МЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕ­СТВЕ - см. Современное буржуаз­ное свободомыслие.

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ФЕОДАЛЬ­НОМ ОБЩЕСТВЕ - форма идейн. борьбы оппозиционных феодализ­му соц. слоев против “духовной диктатуры церкви , защищавшей феод, порядки; направлено про­тив господств, монотеистич. рели­гий, в особенности христианства и ислама в их ортодокс, виде. Соц. база С. в ф. о. - крестьян, и городские слои. Господство ре­лигии во всех сферах обществ, сознания в эпоху феодализма обусловило специфич. форму критики религии, несвободную от религ. наслоений; к тому же свободомыслие этого времени вы­ступало не как система взгля­дов, а как совокупность отд. идей, в той или иной мере подрывавших религ. мировоззрение. Идеи эти опирались на антиклерик. и анти-религ. настроения народных масс, выражавшиеся в фольклоре, в т. н. карнавальной культуре. С. в ф. о. проявлялось в светской лит-ре (историч. хроники, любовные сти­хи и проза, антиклерик. произве­дения), в философии, в ересях - соц.-политич. учениях, выступав­ших в религ. форме. Под религ. оболочкой ереси скрывали вполне реальные требования гражд., а иногда и имуществ. равенства. Одной из особенностей ср.-век. ереси являлся их антиклерика­лизм. Гневные обличения соц. политики церкви, аморальности, распущенности духовенства соз­давали почву для сомнения в идео­логии, оправдывающей сущест­вующие порядки. В ср.-век. фило­софии ярким проявлением С. в ф. о. было учение о двойственной истине, позволявшей прийти к вы­воду о праве философии на неза­висимость от теологии (Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, У. Окнам).

Одним из направлений С. в. ф. о. было переосмысление идеи моно­теистич.  бога в  нерелиг.  духе. Деистич. трактовка бога, восхо­дившая к Аристотелю, нашла вы­ражение у араб, и лат. аверроистов, отвергавших творение мира из ничего, промысел божий, за­гробный мир, воздаяние, бессмер­тие души.  Пантеист,  трактовка бога в учении Давида Динанского, Амори из Бена, Мейстера Экзарта содержала материалистич. тенден­цию :   признание  несотворимости мира а силу его совечности с бо­гом. Пантеизм лежал в основе ряда ересей, направл. против фео­дализма. Попытка осмыслить при­чины религии проявилась в учении о 3 обманщиках — Моисее, Христе и Мухаммеде, основателях иудаиз­ма, христианства и ислама. В це­лом сущность и причины возник­новения религии анализу не под­вергались. Значит, роль в развитии С. в ф. о. сыграла борьба против авторитаризма и догматизма рели­гии, опиравшаяся на рационализм и идею опытного познания приро­ды (Иоанн Итал, Шартрская шко­ла философов, Р. Бэкон и др.). Это позволило, в часта., П. А беля-ру критически отнестись к св. кни­гам, обнаружить и обнародовать противоречия в их содержании. С. в ф. о. теснейшим образом свя­зано с прогрес. явлениями ср.-век. культуры и, несмотря на непосле­довательность,  было  плодотвор­ным фактором ее развития. Оно расчистило пути для атеизма бур­жуазного.

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - собрание законодат. актов, действовавших в России до Октябрьской революции (1-е изд. относится к 1832). Регламен­тировал, в часта., все стороны жизни орг-ций религ. Определял структуру и функции орг-ций раз­решенных вероисповеданий, их внутрицерк. деятельность, культ и даже вероучение; формы и мето­ды руководства со стороны гос. органов этими орг-циями и поря­док назначения духовных лиц; возлагал на священнослужителей выполнение нек-рых гос. функ­ций,  предусматривал  предоставление им имуществ. льгот и лич­ных привилегий, выделение гос-вом ассигнований на содержание господств,   правосл.   церкви   и оказание финансовой помощи др. покровительствуемым     конфес­сиям. Попирая принципы свободы вероисповедания, С. з. Р. и. под­разделял разрешенные вероиспо­ведания на более или менее покро­вительствуемые, наделяя их уч­реждения и служителей культа не­одинаковыми правами и преиму­ществами, всячески способствовал насильств. обращению в правосла­вие лиц иных исповеданий, лишал гражд. прав старообрядцев и сек­тантов. Вневероисповедное состоя­ние законом не допускалось. Ре­лиг. обряды и акты были обяза­тельны для всех граждан. С. з. Р. и. санкционировал   применение ре­лиг. норм в различных сферах обществ, жизни, полностью возла­гал на них регулирование брачно-семейных отношений. Многие пра­вовые акты текстуально воспроиз­водили нормы права церковного. На основании С. з. Р. и. действо­вали духовные суды разрешенных вероисповеданий.  В  нем преду­сматривались спец. меры „преду­преждения и пресечения преступ­лений  против веры и строгие наказания  за эти преступления. В обязанности полиции, губерна­торов и всех должностных лиц входило оказание „зашиты и по­собия   правосл. и иным церк­вам.

СВЯТКИ (т. н. „святые дни ) - 12 дней С с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января, установленные правосл. церковью в память мифич. рождения и крещения Христа. На эти дни (период зимнего солнцеворота) у др. славян прихо­дились праздники, связанные с культом природы, к-рые сопро­вождались религ .-магич. обрядами, заклинаниями об урожае, припло­де скота, гаданиями, ряжением и т. п. Церковь, внедряя христ. веру в сознание народа, столкнулась с невозможностью преодолеть си­лой языч. верования. Тогда она ассимилировала их, придав им христ. содержание, характер про­славления Христа.

СВЯТОВИТ, Световит - бог вой­ны в религ. верованиях зап. сла­вян.

„СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ (лат. „Sancta Sedes ) - папа римск. и римск. курия, помогающая папе в управ­лении католич. церковью, а также Ватикан.

СВЯТЦЫ - список святых правосл. церкви, составленный в по­рядке месяцев и дней года, в к-рые чествуется святой. Включается в богослужебные книги. Отдельно издающиеся С. называются меся­цесловом.

СВЯТЫЕ МЕСТА - места, связан­ные, согласно религ. представ­лениям, с деяниями богов и свя­тых, теми или иными событиями „св. истории , различными чудо-творениями и являющиеся объек­тами поклонения верующих, со­вершающих паломничество к ним. С. м. имеются практически во всех религиях. Наряду с широко почитаемыми (Палестинские свя­тыни у христиан, Мекка и Медина у мусульман и др.) существует много таких С. м., поклонение к-рым носит региональный, а за­частую местный характер. Духо­венство способствует распростра­нению слухов о „чудесных исцеле­ниях и пр. чудесах, якобы проис­ходящих у С. м., т. к. паломниче­ство к ним приносит огромные доходы религ. орг-циям. В бурж. странах С. м. широко рекламиру­ются с помощью средств массовой информации, а паломничество поставлено на коммерч. основу (см. Лурд, Фатима). Вера в С. м. нередко используется разного рода околорелиг. шарлатанами, спекулирующими на фанатизме и суевериях. В нашей стране, в части, в республиках Ср. Азии, на Сев. Кавказе, организацией паломничества занимаются, как правило, самозваные муллы. Всякое попустительство их про­тивозаконной деятельности спо­собствует культивированию невежеств. взглядов и представ­лений, распространению суеве­рий, подогреванию религ. фана­тизма.

СВЯТЫХ КУЛЬТ - религ. почита­ние лиц, называемых церковью святыми, к-рых бог якобы за их праведную жизнь, стойкое испо­ведание веры, „подвиги благочес­тия наделил даром чудотворения, сделал посредниками между собой и людьми. Святые считаются пок­ровителями простых смертных, „заступниками и „молитвенни­ками за них. С. к. занимает важ­ное место в иудаизме, исламе, христианстве (католицизм, право­славие) . Он возникает в период перехода от политеизма к моно­теизму, когда выделяются гл. бо­ги. Остальные же превращаются в святых. Истоки С. к. лежат в первобытн. культе предков (см. Предков культ). В христианстве он сформировался на почве суще­ствовавшего в др.-греч. об-ве куль­та героев. Полный христ. меся­цеслов включает тысячи святых, названных поименно и безымен­ных. Среди них есть и вымышлен­ные (Илья-пророк, Георгий Побе­доносец и др.) и реальные лица. Церковью канонизировались (см. Канонизация) видные церк. иерар­хи, основатели монастырей, свет­ские правители. К числу святых она относит т. н. пророков, пра­ведных, преподобных, апостолов, святителей, мучеников. В честь святых установлены праздники, во время к-рых всячески прослав­ляется их праведная жизнь. В со­ставленных церк. авторами жити­ях святых красочно описываются их деяния, наполненные откровен­но фантастич. вымыслами. Религ. проповедники наставляют верую­щих в необходимости обращаться к святым букв, во всех случаях жизни. Они будто бы могут по­мочь вырастить хороший урожай и обеспечить благополучие в семей­ной жизни, исцелять от недугов и охранять от всяческих бед. Т. о., вся жизнь верующих оказывается связанной с „небесными покрови­телями . Церковь использовала С. к. и в политич. целях. Так, с помощью канонизации святых она стремилась отвлечь внимание ве­рующих от революц. борьбы. С. к. использовался для разжигания на­ционализма и шовинизма и т. п. Он и поныне остается действенным средством религ. влияния на верующих, используемым цер­ковью для сохранения и укрепле­ния своих позиций.

СВЯЩЕННИК (офиц. церк. - иерей, пресвитер) - служитель религ. культа в православии, до­пущенный к самостоят, ведению богослужения. С. совершает все таинства    (кроме   священства).

СВЯЩЕННИКИ-РАБОЧИЕ франц. католич. священники, по­сланные епископатом на заводы и фабрики в  качестве рабочих с целью укрепить влияние католи­цизма в массах, вернуть отошед­ших от религии рабочих в лоно церкви. В 1942 был организован спец.   семинар  для  подготовки священников к выполнению этой миссии, а в  1944 начали свою деятельность первые С.-р. Экспе­римент   франц.   епископата   - „хождение священников в рабо­чий класс - не увенчался успе­хом. Подавляющее большинство С.-р.,  оказавшись в  положении рабочих, стало поддерживать их выступления в защиту своих инте­ресов и прав, принимать участие в профсоюзном движении и поли­тич. демонстрациях. С.-р. не при­слушались  к   предостережениям церк. иерархии о недопустимости их участия в работе профсоюзов и политич. выступлениях. В 1953 Ватикан потребовал прекращения эксперимента со С.-р. и отзыва их с предприятий. В 1965 Ватикан официально   разрешил   возобновить деятельность С.-р. под конт­ролем  епископата, запретив им вступать в профсоюзы и участво­вать в политич. жизни.

СВЯЩЕННОЕ - см. Сакральное.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, СВЯ­ЩЕННЫЕ КНИГИ - см. Писание священное.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ - см. Предание священное.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ - слу­жители религ. культа в правосл. и католич. церквах, возведенные в духовный сан (см. Рукоположение, Священство). К С. относятся: епископы, священники, дьяконы. С. (кроме дьяконов) имеют право самостоятельно совершать бого­служения, обряды и таинства.

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ - обла­чения священнослужителей во вре­мя богослужений, имеющие яко­бы особое “духовное значение. К ним в православии относятся стихарь - длинная прямая одеж­да с широкими рукавами, фелонь (риза) - длинная одежда без ру­кавов с отверстием для головы, саккос - короткий стихарь с не­большими рукавами. Последний носят лишь епископы. Дьяконы носят на левом плече орарь - узкую длинную ленту, а священ­ники и епископы - епитрахиль, широкую ленту, надеваемую на шею. Значение придается и голов­ным уборам лиц, совершающих богослужение: скуфье - круглой, бархатной шапке и камилавке - высокому бархатному головному убору. Епископам, а также нек-рым священникам в знак „осо­бых заслуг дано право носить митру. К С. о. относятся также набедренник — четырехугольный продолговатый платок и палица - такой же платок в форме ромба. Они носятся на поясе, ниспадая на бедра. В облачение епископов входит и омофор   -   широкая лента, к-рая вешается через плечо. Свои С. о. имеют служители куль­та в исламе, иудаизме, буддизме и др.  религиях.  Им  придается в каждом отд. случае свой смысл, связанный с особенностями того или иного вероисповедания.

СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА - числа натурального ряда, к-рым припи­сываются сверхъестеств. проис­хождение и смысл. Корни веры в С. ч.: трудность для первобытн. мышления преодоления крайних (предельных) чисел древних си­стем счета (3, 7, 10, 12, 40, 60 и др.), мифологич. объяснение числовых соотношений в природ­ных периодах (циклах), неумение понять законы чисел и операций над ними, числовое значение букв в древней нумерации. С. ч. так или иначе фигурируют во всех религиях и мистич. учениях (пифа­гореизм, гностицизм, каббала и др). К С. ч. причислялись: 3, 7, 9, 12, 40 и т. д. Им противопоставля­лись „дьявольские числа: не­счастливое число 13 (как следую­щее за счастливым 12), антихри­стово („звериное ) число 666 (сумма числовых значений имени Нерона). С. ч. - основа числ. мис­тики (аритмолатрии).

СВЯЩЕНСТВО - одно из семи таинств в католицизме и право­славии, посредством к-рого совер­шается возведение в сан священ­нослужителя. Согласно церк. веро­учению, С. есть таинство наделе­ния через епископское рукополо­жение (хиротонию) рукополагае­мого особой благодатью „св. ду­ха , делающей его посредником между богом и людьми. С. имеет 3 степени: дьякона, пресвитера и епископа.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Словарь Атеиста:

ААР - АМИ

ААРОНОВЦЫ, соотв. аароновщина - течение в старообрядчестве, отделившееся во вт. пол. 18 в. от бе...

Авторизация



Движение атеизма:

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...