Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




САВ - СВЯ

Понятия и определения - Атеистический словарь

САВАОФ (от др.-евр. цебабот - воинственный) - в иудаизме - один из эпитетов бога Яхве. В христианстве С. отождествляет­ся с первым лицом троицы, с бо­гом-отцом.

САВОНАРОЛА Джироламо (1452-1498) - итал. религ.-политич. реформатор, проповедник, монах-доминиканец. Призывая вернуться к апостольскому идеалу, осуждал роскошь, развлечения, „суетное светское искусство. После паде­ния в 1494 тирании Медичи и вос­становления во Флоренции респуб­лики провел ряд демократич. ре­форм. Однако стремление С. соединить республику с теокра­тией лишило его поддержки на­родных масс, чем воспользовались сторонники римск. папы и Меди­чи, добившиеся, чтобы С. был предан суду по обвинению в ереси и казнен.

САВВАТИЙ Соловецкий (ум. 1435) - один из основателей Соловецкого монастыря. Был мо­нахом Кирилло-Белозерск. монас­тыря, затем жил в уединении на о-ве Валааме. Впоследствии пере­селился на Соловецкий о-в, по­ложив начало монастырск. обще­житию. Причислен к лику святых.

САДДУКЕИ (от имени Садока, основателя династии первосвящен­ников Иерусалим, храма) - религ-политич. группа в Иудее (2-1 вв. до н. э.), состоявшая из жреч. аристократии. С. защищали позиции рабовлад. верхушки, с к-рой были связаны их интересы. Признавали Тору (Пятикнижие) и отрицали возникавшие в тот период мессианск. и эсхатологич. идеи, а также загробную жизнь.

САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacer - священный) — 1) вовлечение в сферу религ. санкционирования обществ., групп, и индивид, со­знания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институ­тов. Тенденция к С. особенно ха­рактерна для докапиталистич. обществ.-экономич. формаций; 2) наделение материальных пред­метов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. магич. свойствами и возведение их в ранг сакральных, священных, святых. С. могла происходить стихийно, традиционно; в ряде конфессий разрабатывались спец. процедуры освящения. Св. пред­меты, персоны, действия, тексты, речевые формулы и пр. могут подвергаться десакрализации. Напр., протестантизм изъял из культовой практики предание, иконы, святых, мощи, таинства и др.

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. — sacer — священный)  - 1)                                                                вымышленные,   наделяемые сверхъестеств. качествами сущест­ва - персонажи религ. мифов; 2)  религ. ценности - вера, „ис­тины вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религ. культа. С. проти­вопоставляется мирскому, не от­носимому к сфере религии.

САКРИСТИЯ (лат.) - название помещения в католич. храме, в к-ром хранятся предметы куль­та, используемые при богослуже­нии: священнич. одежды, культо­вая утварь и пр.

САКЬЯ-МУНИ - см. Шакьямуни.

САЛАТ - см. Намаз.

САЛИИ (лат. Salii, от salio - прыгаю, пляшу) - др.-римск. жрецы бога Марса и его ипостаси бога Квирина, составлявшие 2 кол­легии, по 12 человек в каждой: палатинскую и квиринальскую (по названиям районов Рима). С. избирались из патрициев и возглавлялись магистром. Во время ежегодн. празднеств, посвящен­ных Марсу, С пели магич. гимны и исполняли св. пляску (отсюда название С. - плясуны), ударяя копьями в св. щиты (анкилы), один из к-рых, по преданию, упал с неба. Кроме римск. С. существо­вали коллегии Сив нек-рых др. италийских городах.

САМОВНУШЕНИЕ - внушение че­ловеком самому себе определен­ного состояния, чувства, отноше­ния к окружающему миру; инди­вид, способ психич. саморегуля­ции. В отличие от самоубеждения С. происходит обычно без привле­чения логич. доводов. Как опре­деленная система воздействия на деятельность организма и само­чувствие человека С. зародилось на Др. Востоке. Различные религ.-филос. учения, особенно йога, использовали для достижения своих мистич. целей (медитация, состояние религ. экстаза и т. п.) сложные многоступенчатые систе­мы С. Психофизиологич. меха­низм его достаточно сложен, что открывает возможность истолко­вывать С. в религ.-мистич. духе. В действительности его основу составляет воздействие с по­мощью слов и связанных с ними образов на кору и далее на под­корковые нервные центры голов­ного мозга, „отвечающие за оп­ределенные функциональные системы организма. В С. важную роль играют процессы представле­ния и воображения, а также инди­вид, психич. качества, в части, внушаемость. Если предметом С. выступают религ. представления и идеи, оно становится для инди­вида одним из средств укрепле­ния веры в бога, создает благо­приятную почву для молитв, со­стояний, для некритич. восприя­тия церк. проповедей и т. д. В совр. психотерапии С. исполь­зуется с целью укрепления орга­низма при больших нагрузках и в стрессовых ситуациях (ауто­генная и психомышечная трени­ровка) .

САМОКРЕЩЕНЦЫ - см. Спасовский толк.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (самовоспитание) — сознат. и целенаправл. деятельность личности по развитию в себе определенного нравств. сознания и нравств. ка­честв в соответствии со своими представлениями о нравств. идеа­ле. Стремление к С. — закономер­ное следствие развития самосоз­нания, нравств. формирования че­ловека, осознающего себя как лич­ность. К. Маркс отмечал, что в от­личие от животного человек „дела­ет самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания (т. 42, с. 93). Личное С. - важнейший элемент религ.-этич. систем клас. об-ва. Однако они, отрывая личность от об-ва и    ориентируя   на   достижение сверхъестеств.   идеала   (слияние с абсолютом, богом и т. д.), мис­тифицируют процесс нравств. С. Напр.,  в   буддизме С  связано с достижением нирваны, в резуль­тате   чего   якобы   достигается слияние   с   абсолютом,  прекра­щение    процесса    перевоплоще­ний,   избавление   от  страданий. Христ. учение о С. многое вос­приняло от филос. взглядов пред­ставителей   позднего  стоицизма. Оно предполагает веру в бога, к-рый якобы направляет человека на путь духовного совершенства, помогает  одержать  победу  над плотью, спасти бессмертную душу. Христ.   С.   требует   неукоснит. соблюдения кодекса нравств. доб­родетелей христианства  (любовь к богу и ближнему, смирение, долготерпение и т. п.). В католи­цизме С. сводится к познанию с помощью церкви вечных и неиз­менных   христ.   добродетелей  и следованию им в жизни. Человек, несмотря на грехопадение, обла­дает достаточными  силами для С. Протестантизм, напротив, под­черкивает неспособность человека своими силами стать нравствен­ным. Это может сделать только бог. Марксист, этика рассматрива­ет С. как самовоспитание лично­сти, направленное на удовлетворе­ние потребности в нравственности. Она подчиняет С. служению об­ществ,  целям, связывает его с творческим и сознат. усвоением принципов коммунистич. морали.

САНКХЬЯ - одна из ортодокс, школ др.-инд. философии. Учение изложено в Санкхья-карике и Санкхья-сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первоматерию (пракрит), к-рой присущи 3 качества - саттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас (активность), и духовное начало, пуруша (сознание). Взаи­модействие пракрита и пуруши является началом развития Вселенной и индивида.

САНСАРА (санскр. - странствова­ние) - в индуизме и буддизме - представление о текучести и не­постоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмигра­ция, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, живот­ного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с за­коном кармы (воздаяния). Цель спасения человека - освобожде­ние от перерождений и достижение мокши (осознания душой того, что она — часть божеств, души) и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма, т. е. выпол­нение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение. С, возлагая ответст­венность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования.

САРТР Жан Поль (1905-1980) - франц. писатель, драматург, фило­соф-экзистенциалист, идеолог т. н. атеистич. экзистенциализма. Осн. филос. работы: „Бытие и ничто (1943) и „Критика диалектиче­ского разума (1960). С. отвергал теологию и признавал несостоя­тельными все доказательства бы­тия бога, подчеркивал внутр. про­тиворечивость самого понятия „бог . Он утверждал, что божеств, провидение и человеч. свобода исключают друг друга. Однако идеалистич. характер философии С, ее противоречивость лишали его атеизм действенности.

САТАНА (от др.-евр. сатан, букв.   —   противодействующий), дьявол — по учению ряда рели­гий - злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху. Историч. истоки веры в С. коренятся в представлениях первобьггн. об-ва о добрых и злых духах. С формированием клас. об-ва складываются пред­ставления об иерархии гл. и под­чиненных духов, к-рые в ходе развития монотеистич. религий трансформировались в представ­ление о С. Для обозначения дьяво­ла употребляются также имена: Вельзевул, Люцифер, Мефисто­фель, Воланд и др.

САТИРЫ - в др.-греч. мифоло­гии - низшие божества, полубоги, первоначально, видимо, лесные и горные духи, олицетворяющие силы природы. Изображались в виде людей с козлиными рогами, ушами и ногами.

САТУРН (от лат. satus - посев) - в др.-римск. мифологии - бог посевов, покровитель земледелия. Культ С. был одним из наиболее распространенных в Др. Италии. С. изображался в виде человека с большой бородой и обычно с серпом в руке. К кон. 3 - нач. 2 в. до н. э. культ С. сливается с культом греч. бога Кроноса. С. вошел в христианство как св. Сатурнин.

САТУРНАЛИИ - в Др. Риме - ежегодный праздник в честь Са­турна, к-рый приходился на пе­риод зимнего солнцестояния (вт. пол. декабря) и длился несколько дней. В память о существовавшем якобы в царствование Сатурна в Италии всеобщем равенстве ра­бы в дни С. уравнивались в правах с господами, нередко господа при­служивали рабам. С превращением христианства в гос. религию Римск. империи С. были запре­щены.

СВАРОГ, Сварожич (др.-индоевроп. Swarda - небо) — др.-слав. божество, покровитель» небесного огня. Эпоха культа С. датируется концом бронзового и началом железного века (1-е тысячелетие до н. э.). Согласно мифу, С. сбросил или уронил с небес кузнечные клещи и „поча люди оружье ковати . С культом С. связывается также такой эпохальный перево­рот в обществ, жизни праславян, как установление патрилокального моногамного брака.

СВЕДЕНБОРГ Эмануэль (1688-1772) - шведск. естествоиспыта­тель и философ-мистик. Написал ряд работ по математике, астро­номии, механике, горному делу. В философии сначала придержи­вался механистич. рационалистич. взглядов, затем перешел на пози­ции, близкие неоплатонизму. В 40-х гг. 18 в. впал в мистику, объявил себя „духовидцем , стал проповедовать теософское учение о точном соответствии земных и „потусторонних явлений.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ - со­гласно религ. мировоззрению, сверхчувствен, реальность, проти­вопоставляемая действительному, чувствен, миру и стоящая над ним. Религия превращает фантастич. существа, свойства, связи в o6v ект поклонения и объявляет их С. К С. причисляют богов, духов, ан­гелов, души, чудеса, провидение и пр. Религия внушает веру в то, что и реально существующие пред­меты и лица в результате „дара свыше могут наделяться сверхъ-естеств. свойствами (икона, крест, священнослужитель, чудотворец и пр.). Естеств. мир мыслится про­изводным от С. В вопросе о путях постижения С. религ. сознание при­бегает к ссылкам на откровение. Науч. атеизм на основе принципа материального единства мира вскрывает несостоятельность пред­ставлений о С. Религ. образы складываются закономерно (см. Корни религии). Представления о естественном и С. превратно отразили господство над людьми стихийных природных и обществ, процессов, наличие областей по­знанного и непознанного, разли­чие между явлением и сущностью, отдельным» и общим, единичными событиями и законами их движе­ния, конечным и бесконечным, чувственно воспринимаемым и умопостигаемым и т. д.

СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ - принад­лежность культа в различных ре­лигиях. Используются при бого­служении в храмах. Являются остатком др. верований, связан­ных с представлениями о магич. значении дыма и очистит, силе огня.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ - религ. орг-ция протестантск. толка, воз­никшая в США в нач. 70-х гг. 19 в. Ее основатели назвали себя ис­следователями Библии, с 1931 офиц. название - орг-ция С. И. Руководит opr-цией Бруклинский центр, имеющий 95 филиалов. Орг-ция строго централизована: ее президент имеет практически неограниченную власть, сверху вниз идут инструкции и лит-ра, снизу вверх - отчеты и деньги. С. И. располагают своими печат­ными органами („Сторожевая башня , „На страже , „Пробу­дись! и др.). Лит-ра издается на 163 языках народов мира. С. И. ведут исключит, активную мис­сионер, деятельность. Вероучение С. И. имеет нек-рую специфику: они отрицают триединство бога, объявив Христа и духа святого порождением Иеговы, признавая вместе с тем искупит, миссию Христа. Бог наделяется наивысш. нравственностью и справедли­востью, от него исходит универс. и неизменный нравств. закон. Касаясь космогонич. проблем, С. И. утверждают, что бог -„первая причина мира , к-рый раз­вивается далее по установленным Иеговой законам эволюции. Исто­рия об-ва представляется бруклин­ским теологам полем противобор­ства божеств, и сатанинских сил. Ведь совр. мир - олицетворение сатаны, борьба с к-рым священна. С. И. - непримиримые противни­ки самой идеи преобразования мира людьми на основе равенства и справедливости. Орг-ция проти­вопоставляет себя светским гос-вам и обществ, орг-циям, выступа­ет против всего прогрессивного, в т. ч. и против борьбы за мир. СИ. пророчествуют о наступлении царства божьего на земле лишь для праведников и своих привер­женцев, что же касается всего рода людского, то он должен погибнуть в армагеддоне, к-рый часто связы­вается с реальными обществ, про­тиворечиями: нарушением экологич. равновесия, угрозой третьей мир. войны и т. д.

СВИТКИ   МЕРТВОГО  МОРЯ   - см. Кумранские рукописи.

СВИФТ Джонатан (1667-1745) - англ. писатель-сатирик, политич. деятель. В памфлете „Сказка о бочке (1704) высмеял религ. распри между католич., англикан. и кальвинист, пуритан, церквами. Осн. произведение С. „Путешест­вие Гулливера (т. 1-2, 1726) представляет собой острую сатиру на политику господств, классов, порядки и нравы совр. ему об-ва. В „Путешествии Гулливера в сатирич. духе изображена также англикан. церковь, осуждаются религ. нетерпимость и фанатизм.

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека делать сознат. выбор в своих действиях в соответствии с поставленными им целями. В ре­лиг. направлениях, разделяющих идею божеств, предопределения, С. в. практически отрицается. Од­нако в таком случае возникает непреодолимое противоречие: от­рицание Св. фактически снимает с человека ответственность за его грехи. Пытаясь преодолеть это противоречие, правосл., католич., ислам, теологи стремятся сочетать веру в божеств, предопределение с признанием, что человек облада­ет С. в., к-рая понимается как свобода выбора между добром и злом. Т. о., человек оказывается ответственным за греховные пос­тупки. С. в. в ее религ. понимании не зависит от внешних условий, полностью обусловлена отноше­нием индивида к богу. Однако в рамках религ. концепций невоз­можно разрешение всех возникаю­щих противоречий. Неразрешимой оказывается и проблема наслед­ственной вины, греховности челб-века от рождения (см. Первород­ный грех). Только марксист, фи­лософия дает последовательно науч. представление о С. в. Она исходит из того, что деятельность людей детерминирована внешними условиями, но при этом человек обладает свободой выбора. Позна­вая закономерности окружающего мира, он может принимать реше­ния с учетом всех внешних факто­ров. Как отмечал Энгельс, С. в. - это способность принимать реше­ния со знанием дела. Отсюда сле­дует вывод о моральной и соц. ответственности личности за свои поступки. Марксист, учение, осно­ванное на диалектико-материали-стич. подходе к проблеме С. в., решительно отвергает как фата­лизм, так и волюнтаризм, анти-науч. концепции, страдающие пря­молинейностью и односторон­ностью.

СВОБОДА      И      НЕОБХОДИ­МОСТЬ - противоположные филос. категории, соотношение меж­ду к-рыми составляет одну из важ­нейших проблем концепции чело­века и истории. Известная в христ. теологии под названием проблемы свободы воли, она вызвала много споров в силу того, что идея все­могущества бога не согласуется со свободой воли человека. Если человек обладает свободой, то бог не всемогущ; если же свободы нет, то человек не ответствен за пос­тупки, а зло в мире исходит от бога. Католицизм  опирается на учение Августина о том, что чело­век не свободен в добре, посколь­ку на этом пути в нем действует благодать, но свободен во зле, к к-рому влечет его греховная при­рода. В протестантизме доминиру­ет идея предопределения всех су­деб волей бога, что превращает С. в иллюзию. Науч.-материалистич. понимание С. и н. опирается на принцип причинной обусловлен­ности психич. явлений, как и фи­зических, но  выступает против механич. подхода, не оставляюще­го места С. и ведущего к фата­лизму.  Человек  обладает  С.  и в силу этого ответствен за свои действия. Но условия, в к-рых реализуется   его  С,  подчинены законам внешней и его собствен­ной природы. Достижение реаль­ной С. в процессе историч. раз­вития     осуществляется    путем осознания  и  практич.  освоения как внешнего мира, так и внут­реннего путем раскрепощения человека, освобождения от всех видов духовного гнета.

СВОБОДА СОВЕСТИ - право граждан исповедовать любую ре­лигию или не исповедовать ника­кой, отправлять релит, культы или вести атеистич. пропаганду. Тако­во марксист.-ленин. понимание С. с и ее определение, содержащееся в Конституции СССР. С. с - органич. неотъемлемая сост. часть сов. социалистич. демократии, включает в себя: равноправие граждан, независимо от их отно­шения к религии; равенство всех религий перед законом; отсутст­вие какого бы то ни было принуж­дения в отношении исповедания или неисповедания религии; за­прет принудит, сборов в пользу церкви; невмешательство гос-ва во внутр. (богослужебные, кано­нические) дела церкви; невмеша­тельство церкви в дела гос-ва. С. с. означает также свободу атеи­стич. пропаганды, исключающей оскорбление релит, чувств верую­щих, запрещение возбуждения вражды и ненависти в связи с религ. верованиями. Марксист.-ленин. понимание С. с. в корне отличается от буржуазного. Бурж. С. с, отмечал К. Маркс, „не пред­ставляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возмож­ным видам религиозной свободы совести (т. 19, с. 30) .Сев ус­ловиях капитализма и поныне подавляется. Она осуществляется только в условиях социализма. Так, в СССР С. с. не только про­возглашается, но и гарантируется. Гарантии ее многосторонни. Это - отделение церкви от гос-ва; обще­доступность для всех граждан образования и культуры; отделе­ние школы от церкви; секуляри­зация церк. собственности; пре­доставление верующим определен­ных материальных условий, необ­ходимых для удовлетворения их религ. потребностей (передача в бесплатное пользование молитв, зданий и культового имущества, являющегося собственностью гос-ва, предоставление возможно­сти для  издания церк. лит-ры, богослужебных книг и т. п.). С. с. гарантируется статьей 52 Консти­туции СССР, а также системой гос. контроля за соблюдением законодательства советского о культах.

СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕ­МЕННОМ БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕ­СТВЕ - см. Современное буржуаз­ное свободомыслие.

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ФЕОДАЛЬ­НОМ ОБЩЕСТВЕ - форма идейн. борьбы оппозиционных феодализ­му соц. слоев против “духовной диктатуры церкви , защищавшей феод, порядки; направлено про­тив господств, монотеистич. рели­гий, в особенности христианства и ислама в их ортодокс, виде. Соц. база С. в ф. о. - крестьян, и городские слои. Господство ре­лигии во всех сферах обществ, сознания в эпоху феодализма обусловило специфич. форму критики религии, несвободную от религ. наслоений; к тому же свободомыслие этого времени вы­ступало не как система взгля­дов, а как совокупность отд. идей, в той или иной мере подрывавших религ. мировоззрение. Идеи эти опирались на антиклерик. и анти-религ. настроения народных масс, выражавшиеся в фольклоре, в т. н. карнавальной культуре. С. в ф. о. проявлялось в светской лит-ре (историч. хроники, любовные сти­хи и проза, антиклерик. произве­дения), в философии, в ересях - соц.-политич. учениях, выступав­ших в религ. форме. Под религ. оболочкой ереси скрывали вполне реальные требования гражд., а иногда и имуществ. равенства. Одной из особенностей ср.-век. ереси являлся их антиклерика­лизм. Гневные обличения соц. политики церкви, аморальности, распущенности духовенства соз­давали почву для сомнения в идео­логии, оправдывающей сущест­вующие порядки. В ср.-век. фило­софии ярким проявлением С. в ф. о. было учение о двойственной истине, позволявшей прийти к вы­воду о праве философии на неза­висимость от теологии (Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, У. Окнам).

Одним из направлений С. в. ф. о. было переосмысление идеи моно­теистич.  бога в  нерелиг.  духе. Деистич. трактовка бога, восхо­дившая к Аристотелю, нашла вы­ражение у араб, и лат. аверроистов, отвергавших творение мира из ничего, промысел божий, за­гробный мир, воздаяние, бессмер­тие души.  Пантеист,  трактовка бога в учении Давида Динанского, Амори из Бена, Мейстера Экзарта содержала материалистич. тенден­цию :   признание  несотворимости мира а силу его совечности с бо­гом. Пантеизм лежал в основе ряда ересей, направл. против фео­дализма. Попытка осмыслить при­чины религии проявилась в учении о 3 обманщиках — Моисее, Христе и Мухаммеде, основателях иудаиз­ма, христианства и ислама. В це­лом сущность и причины возник­новения религии анализу не под­вергались. Значит, роль в развитии С. в ф. о. сыграла борьба против авторитаризма и догматизма рели­гии, опиравшаяся на рационализм и идею опытного познания приро­ды (Иоанн Итал, Шартрская шко­ла философов, Р. Бэкон и др.). Это позволило, в часта., П. А беля-ру критически отнестись к св. кни­гам, обнаружить и обнародовать противоречия в их содержании. С. в ф. о. теснейшим образом свя­зано с прогрес. явлениями ср.-век. культуры и, несмотря на непосле­довательность,  было  плодотвор­ным фактором ее развития. Оно расчистило пути для атеизма бур­жуазного.

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - собрание законодат. актов, действовавших в России до Октябрьской революции (1-е изд. относится к 1832). Регламен­тировал, в часта., все стороны жизни орг-ций религ. Определял структуру и функции орг-ций раз­решенных вероисповеданий, их внутрицерк. деятельность, культ и даже вероучение; формы и мето­ды руководства со стороны гос. органов этими орг-циями и поря­док назначения духовных лиц; возлагал на священнослужителей выполнение нек-рых гос. функ­ций,  предусматривал  предоставление им имуществ. льгот и лич­ных привилегий, выделение гос-вом ассигнований на содержание господств,   правосл.   церкви   и оказание финансовой помощи др. покровительствуемым     конфес­сиям. Попирая принципы свободы вероисповедания, С. з. Р. и. под­разделял разрешенные вероиспо­ведания на более или менее покро­вительствуемые, наделяя их уч­реждения и служителей культа не­одинаковыми правами и преиму­ществами, всячески способствовал насильств. обращению в правосла­вие лиц иных исповеданий, лишал гражд. прав старообрядцев и сек­тантов. Вневероисповедное состоя­ние законом не допускалось. Ре­лиг. обряды и акты были обяза­тельны для всех граждан. С. з. Р. и. санкционировал   применение ре­лиг. норм в различных сферах обществ, жизни, полностью возла­гал на них регулирование брачно-семейных отношений. Многие пра­вовые акты текстуально воспроиз­водили нормы права церковного. На основании С. з. Р. и. действо­вали духовные суды разрешенных вероисповеданий.  В  нем преду­сматривались спец. меры „преду­преждения и пресечения преступ­лений  против веры и строгие наказания  за эти преступления. В обязанности полиции, губерна­торов и всех должностных лиц входило оказание „зашиты и по­собия   правосл. и иным церк­вам.

СВЯТКИ (т. н. „святые дни ) - 12 дней С с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января, установленные правосл. церковью в память мифич. рождения и крещения Христа. На эти дни (период зимнего солнцеворота) у др. славян прихо­дились праздники, связанные с культом природы, к-рые сопро­вождались религ .-магич. обрядами, заклинаниями об урожае, припло­де скота, гаданиями, ряжением и т. п. Церковь, внедряя христ. веру в сознание народа, столкнулась с невозможностью преодолеть си­лой языч. верования. Тогда она ассимилировала их, придав им христ. содержание, характер про­славления Христа.

СВЯТОВИТ, Световит - бог вой­ны в религ. верованиях зап. сла­вян.

„СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ (лат. „Sancta Sedes ) - папа римск. и римск. курия, помогающая папе в управ­лении католич. церковью, а также Ватикан.

СВЯТЦЫ - список святых правосл. церкви, составленный в по­рядке месяцев и дней года, в к-рые чествуется святой. Включается в богослужебные книги. Отдельно издающиеся С. называются меся­цесловом.

СВЯТЫЕ МЕСТА - места, связан­ные, согласно религ. представ­лениям, с деяниями богов и свя­тых, теми или иными событиями „св. истории , различными чудо-творениями и являющиеся объек­тами поклонения верующих, со­вершающих паломничество к ним. С. м. имеются практически во всех религиях. Наряду с широко почитаемыми (Палестинские свя­тыни у христиан, Мекка и Медина у мусульман и др.) существует много таких С. м., поклонение к-рым носит региональный, а за­частую местный характер. Духо­венство способствует распростра­нению слухов о „чудесных исцеле­ниях и пр. чудесах, якобы проис­ходящих у С. м., т. к. паломниче­ство к ним приносит огромные доходы религ. орг-циям. В бурж. странах С. м. широко рекламиру­ются с помощью средств массовой информации, а паломничество поставлено на коммерч. основу (см. Лурд, Фатима). Вера в С. м. нередко используется разного рода околорелиг. шарлатанами, спекулирующими на фанатизме и суевериях. В нашей стране, в части, в республиках Ср. Азии, на Сев. Кавказе, организацией паломничества занимаются, как правило, самозваные муллы. Всякое попустительство их про­тивозаконной деятельности спо­собствует культивированию невежеств. взглядов и представ­лений, распространению суеве­рий, подогреванию религ. фана­тизма.

СВЯТЫХ КУЛЬТ - религ. почита­ние лиц, называемых церковью святыми, к-рых бог якобы за их праведную жизнь, стойкое испо­ведание веры, „подвиги благочес­тия наделил даром чудотворения, сделал посредниками между собой и людьми. Святые считаются пок­ровителями простых смертных, „заступниками и „молитвенни­ками за них. С. к. занимает важ­ное место в иудаизме, исламе, христианстве (католицизм, право­славие) . Он возникает в период перехода от политеизма к моно­теизму, когда выделяются гл. бо­ги. Остальные же превращаются в святых. Истоки С. к. лежат в первобытн. культе предков (см. Предков культ). В христианстве он сформировался на почве суще­ствовавшего в др.-греч. об-ве куль­та героев. Полный христ. меся­цеслов включает тысячи святых, названных поименно и безымен­ных. Среди них есть и вымышлен­ные (Илья-пророк, Георгий Побе­доносец и др.) и реальные лица. Церковью канонизировались (см. Канонизация) видные церк. иерар­хи, основатели монастырей, свет­ские правители. К числу святых она относит т. н. пророков, пра­ведных, преподобных, апостолов, святителей, мучеников. В честь святых установлены праздники, во время к-рых всячески прослав­ляется их праведная жизнь. В со­ставленных церк. авторами жити­ях святых красочно описываются их деяния, наполненные откровен­но фантастич. вымыслами. Религ. проповедники наставляют верую­щих в необходимости обращаться к святым букв, во всех случаях жизни. Они будто бы могут по­мочь вырастить хороший урожай и обеспечить благополучие в семей­ной жизни, исцелять от недугов и охранять от всяческих бед. Т. о., вся жизнь верующих оказывается связанной с „небесными покрови­телями . Церковь использовала С. к. и в политич. целях. Так, с помощью канонизации святых она стремилась отвлечь внимание ве­рующих от революц. борьбы. С. к. использовался для разжигания на­ционализма и шовинизма и т. п. Он и поныне остается действенным средством религ. влияния на верующих, используемым цер­ковью для сохранения и укрепле­ния своих позиций.

СВЯЩЕННИК (офиц. церк. - иерей, пресвитер) - служитель религ. культа в православии, до­пущенный к самостоят, ведению богослужения. С. совершает все таинства    (кроме   священства).

СВЯЩЕННИКИ-РАБОЧИЕ франц. католич. священники, по­сланные епископатом на заводы и фабрики в  качестве рабочих с целью укрепить влияние католи­цизма в массах, вернуть отошед­ших от религии рабочих в лоно церкви. В 1942 был организован спец.   семинар  для  подготовки священников к выполнению этой миссии, а в  1944 начали свою деятельность первые С.-р. Экспе­римент   франц.   епископата   - „хождение священников в рабо­чий класс - не увенчался успе­хом. Подавляющее большинство С.-р.,  оказавшись в  положении рабочих, стало поддерживать их выступления в защиту своих инте­ресов и прав, принимать участие в профсоюзном движении и поли­тич. демонстрациях. С.-р. не при­слушались  к   предостережениям церк. иерархии о недопустимости их участия в работе профсоюзов и политич. выступлениях. В 1953 Ватикан потребовал прекращения эксперимента со С.-р. и отзыва их с предприятий. В 1965 Ватикан официально   разрешил   возобновить деятельность С.-р. под конт­ролем  епископата, запретив им вступать в профсоюзы и участво­вать в политич. жизни.

СВЯЩЕННОЕ - см. Сакральное.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, СВЯ­ЩЕННЫЕ КНИГИ - см. Писание священное.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ - см. Предание священное.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ - слу­жители религ. культа в правосл. и католич. церквах, возведенные в духовный сан (см. Рукоположение, Священство). К С. относятся: епископы, священники, дьяконы. С. (кроме дьяконов) имеют право самостоятельно совершать бого­служения, обряды и таинства.

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ - обла­чения священнослужителей во вре­мя богослужений, имеющие яко­бы особое “духовное значение. К ним в православии относятся стихарь - длинная прямая одеж­да с широкими рукавами, фелонь (риза) - длинная одежда без ру­кавов с отверстием для головы, саккос - короткий стихарь с не­большими рукавами. Последний носят лишь епископы. Дьяконы носят на левом плече орарь - узкую длинную ленту, а священ­ники и епископы - епитрахиль, широкую ленту, надеваемую на шею. Значение придается и голов­ным уборам лиц, совершающих богослужение: скуфье - круглой, бархатной шапке и камилавке - высокому бархатному головному убору. Епископам, а также нек-рым священникам в знак „осо­бых заслуг дано право носить митру. К С. о. относятся также набедренник — четырехугольный продолговатый платок и палица - такой же платок в форме ромба. Они носятся на поясе, ниспадая на бедра. В облачение епископов входит и омофор   -   широкая лента, к-рая вешается через плечо. Свои С. о. имеют служители куль­та в исламе, иудаизме, буддизме и др.  религиях.  Им  придается в каждом отд. случае свой смысл, связанный с особенностями того или иного вероисповедания.

СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА - числа натурального ряда, к-рым припи­сываются сверхъестеств. проис­хождение и смысл. Корни веры в С. ч.: трудность для первобытн. мышления преодоления крайних (предельных) чисел древних си­стем счета (3, 7, 10, 12, 40, 60 и др.), мифологич. объяснение числовых соотношений в природ­ных периодах (циклах), неумение понять законы чисел и операций над ними, числовое значение букв в древней нумерации. С. ч. так или иначе фигурируют во всех религиях и мистич. учениях (пифа­гореизм, гностицизм, каббала и др). К С. ч. причислялись: 3, 7, 9, 12, 40 и т. д. Им противопоставля­лись „дьявольские числа: не­счастливое число 13 (как следую­щее за счастливым 12), антихри­стово („звериное ) число 666 (сумма числовых значений имени Нерона). С. ч. - основа числ. мис­тики (аритмолатрии).

СВЯЩЕНСТВО - одно из семи таинств в католицизме и право­славии, посредством к-рого совер­шается возведение в сан священ­нослужителя. Согласно церк. веро­учению, С. есть таинство наделе­ния через епископское рукополо­жение (хиротонию) рукополагае­мого особой благодатью „св. ду­ха , делающей его посредником между богом и людьми. С. имеет 3 степени: дьякона, пресвитера и епископа.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Словарь Атеиста:

СПА - СЮН

СПАСЕНИЕ — по религ. представлениям, высш. блаженсгво, к-рое даруется человеку богом при вы­полнении ряда условий и требова­ний, предъявляемых от его имени. В различных религиях выдвигаются разные пути к С. Хр...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Открытое письмо Атеистического общества Москвы

News image

президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру М. М...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...