ЖЕН - ЖУР
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ - проблема, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, раскрывающем сущность религ. представлений о Ж. Согласно им, Ж. - существо неполноценное, созданное богом для подчинения мужчине. Подобные взгляды характерны для всех совр. религий, к-рые основываются на положениях св. книг. Так, по Библии, Ж. была сотворена богом из ребра первого мужчины — Адама, она ответственна за первород. грех, за что всевышний обрек ее на подчинение мужчине, предначертав ей в муках рожать детей. Пренебрежительное отношение к Ж. проявляется в буддизме, иудаизме, индуизме и др. религиях. Особенно отчетливо оно обнаруживается в исламе. Именно в силу подобных представлений религия освящала и санкционировала неравноправное отношение к Ж. в условиях клас.-антагонистич. об-ва. Так, ислам предписывал Ж. затворничество, ношение ритуальных покрывал, считал естественным многоженство. Мусульм. законодательство практически обрекало Ж. на бесправие, допуская даже физич. расправу над ней за „непослушание . Христианство ограничивало круг обязанностей Ж. ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, не допускало ее участия в обществ, деятельности. Различные ограничения имели место даже в отправлении культа. В подавляющем большинстве религий Ж. запрещалось быть священнослужителем. В православии она не допускалась в алтарь. Ныне, учитывая изменившиеся условия, а также тот факт, что осн. массу верующих составляют Ж., происходит пересмотр нек-рых традиц. установлений, касающихся отношения религ. объединений к Ж. Богословы в соответствии с „духом времени интерпретируют,,св. тексты , стремятся доказать, что именно в религии происходит реальное раскрепощение Ж. В протест. объединениях Ж. все чаще предоставляется возможность „церк. служения . Однако это совершенно не меняет сути общих догматических установок. Только освобождаясь от религиозных иллюзий, Ж. обретает духовную свободу, получает полную возможность для своего всестороннего развития и совершенствования.
ЖЕРТВА ИСКУПИТЕЛЬНАЯ - религ. обряд приношения даров сверхъестеств. силам - духам, богам с целью искупления греховных действий. В христ. учении особое место занимает положение о Ж. и. Иисуса Христа, принявшего смертную муку на кресте за грехи человечества.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - религ. обряд умилостивит, или благодарств. характера, присутствует практически во всех религ. системах. Известны разнообразные виды жертв: человеч. жизнь; части человеч. тела; девственность; храмовый гомосексуализм; посвящение живых животных; заклание жертвенных животных; продукты охоты, собирательства, скотоводства, земледелия; воскурение блат говонных трав; огонь; развешивание разноцветных кусочков ткани у св. источников на перевалах в горах, в местах „обитания шаманских духов.
„ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ - см. Обновленчество.
ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ - см. Анимализм.
ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - прозвище, к-рое дала правосл. церковь последователям новг.-моск. ереси. В сов. историч. науке не употребляется.
ЖИЗНЬ - одна из форм существования материи, качественно более высокая, чем физич. и химич. фор-мы, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Ж. реализуется в индивид, биологич. организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для к-рой характерны наличие обмена веществ, способность к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимость, приспособляемость к среде и т. д. В противоположность диалектико-материалистич. пониманию сущности и происхождения Ж., теологи и философы-идеалисты выдвинули ряд концепций, считающих Ж. результатом творческого акта духовного начала, бога (креационизм, витализм и примыкающие к нему концепции эмерджентной эволюции и холизма).
„ЖИЗНЬ С БОГОМ - католич. издательство в Брюсселе (Бельгия). Выпускает книги и периодич. издания (в т. ч. журнал „Россия и Вселенская церковь ) на рус. языке. В значит, части изданий фальсифицируется положение церкви и верующих в СССР.
ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТНСКИЙ (ок. 1080-1154) - франц. философ-схоласт, епископ. Выступал против номинализма Абеляра, отстаивая объективное существование абстрактных понятий с позиций умеренного реализма.
ЖИЛЬСОН Этьенн (1884-1978) - франц. философ-неотомист, считал, что филос. проблемы необходимо связывать с религ. таинствами, т. к. только религ. вера ведет человеч. разум к высш. объекту познания - богу. Осн. труды: „Томизм , „Дух средневековой философии .
ЖИТИЯ СВЯТХ - см. Минеи четьи.
ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС - см. Пятикнижие.
ЖРЕЧЕСТВО - обществ, группа, выполнявшая гл. обр. в политеи-стич. религиях функции посредничества между людьми и сверхъестеств. силами, а также совершавшая религ. обряды — жертвоприношения, молитвы и различные колдовские манипуляции. Слово „жрец происходит от старослав. „жрети - приносить жертву. В первобытн. об-ве не было Ж. как особой соц. группы, культ отправлялся старейшинами родов или главами семей. В дальнейшем эта функция стала выполняться определенными людьми - гадателями, знахарями, колдунами, жрецами и жрицами, шаманами. С разложением первобытн. общины, углублением разделения труда и соц. дифференциации усилилась тенденция к обособлению Ж. в самостоят, группу, являвшуюся частью господств, класса. С появлением храмов Ж. институционируется и получает экономич. базу для своего существования, при храмах организуются корпорации жрецов, играющие значит, роль в экономич. и политич. жизни страны. Храмовое Ж. в Др. Египте и в странах Бл. Востока владело большим количеством рабов и обогащалось за счет приношений верующих. Ж. в значит, степени монополизировало духовную культуру: жрецы вели летописи, записывали произведения фольклора, занимались астрономическими и иными наблюдениями. В Др. Иудее с возникновением Иерусалим, храма Ж. стало вести записи, к-рые легли в основу нек-рых книг Ветхого завета. Нередко в странах др. мира влияние Ж. в гос-ве принимало ярко выраженные политич. формы вплоть до иерократии, господства жрецов. Духовенство мир. религий представляет собой разновидность Ж.
ЖРЕЦЫ - см. Жречество.
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ - ежемесячный журнал Рус. правосл. церкви, издается с 1943. С 1971 выходит на рус. и англ. языках. В нем публикуются постановления и распоряжения Синода, указы и послания патриарха, сообщения о церк. жизни, проповеди, богосл.-историч. статьи и др. материалы.
Читайте: |
---|