Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ИБЛ - ИНД

Понятия и определения - Атеистический словарь

ИБЛИС - по учению ислама дья­вол, бывший ранее ангелом. Изгнан Аллахом из рая за отказ прекло­ниться перед Адамом - первочеловеком, созданным богом из праха. За свое падение всемерно стре­мится мстить людям, толкая их к греху.

ИБН РУШД (Ибн Рошд) Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизир. Аверроэс) (1126-1198) - араб, философ. Большинство филос. соч. И. Р. представляют собой комментарий к трудам Аристоте­ля. Вслед за Аристотелем И. Р. вы­двинул идею абстрактного мир. разума (нуса) - единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индиви­дуальной души, считая бессмерт­ным в целом человечество. И. Р. был одним из создателей учения о „двойств. истине . Это выража­ло стремление освободить науку и философию от гнета и контроля религии. Взгляды И. Р. оказали большое влияние на развитие антицерк. и материалистич. мысли.

ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизир. - Авицен­на) (ок. 980-1037) - ср.-азиатск. ученый-философ и врач. Мир, по его учению, возникает путем эма­нации („истечения ) из божества, но не по воле бога, а в силу непре­ложной необходимости. Бог без­личен; мир материален и так же вечен, как и сам бог. Природные явления причинно взаимосвяза­ны; в мире царит естеств. законо­мерность. Признавая бога и рели­гию, но расходясь с нек-рыми догматами ислама, И. С. заслужил репутацию вольнодумца, подвер­гался преследованиям со стороны реакц. мусульм. духовенства.

ИБН ЭЗРА Авраам бен Меир (1092-1167) - евр. философ и поэт. Один из первых рационалистич. критиков Библии. И. Э. ука­зал на земное происхождение св. писания и на то, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем.

ИГУМЕН (греч. hegumenos, букв. - ведущий) - сан монаха, присваи­ваемый после низших духовных степеней монаш. иерархии (иеро­диакон, иеромонах); настоятель или помощник настоятеля (наместник) правосл. монастыря.

ИГУМЕНЬЯ (от греч. hegumenos - ведущий) - монахиня, настоятельница жен. правосл. монас­тыря.

ИДЕАЛ (от греч. idea - идея, об­раз, понятие) - в самом общем смысле то, что человеком, груп­пой, классом или всем об-вом рас­сматривается в качестве образца, совершенства, высш. цели жела­ний и практики; совершенная мо­дель действительности. В развитом об-ве существует совокупность идеалов - социальных, политиче­ских, экономических, познаватель­ных, нравственных и др. Идеалы носят историч. характер, могут быть прогрессивными или реакци­онными - в зависимости от того, составляют ли их основу растущие или отмирающие, хотя и домини­рующие еще, формы обществ, от­ношений. Становясь ценностью для класса или группы, будучи сост. частью мировоззрения индивида, И. выступает важным фактором регуляции их деятельности и пове­дения, особенно в выборе средств и методов достижения целей. Идеа­лизм признает регулятивную роль И. в жизни человека, однако, как правило, отрицает его зависимость от реального мира. Такой взгляд совпадает с религ. представления­ми об И., к-рые доводят до преде­ла дуализм земного и небесного, материального и идеального. Здесь целью личности становится дости­жение царства божьего посредст­вом спасения, искупления своих грехов. Жить в строгом соответст­вии с велениями бога (абсолют, добра), уподобиться ему, насколь­ко это возможно, - осн. требова­ние религ. И. Преодолев эгоизм, сделав нормой своего поведения любовь и смирение, подчинив себя заповедям св. писания (следстви­ем чего нередко становятся аскеза и монашество, уход от мира), че­ловек может удостоиться божьей благодати, войти в царство божье, к-рое обычно мыслится эсхатоло­гически. Религ. И. в конечном сче­те пессимистичен и антигуманен, ибо ориентирует трудящихся не на действие, а на терпение и подчи­нение любым условиям существо­вания. Марксистско-ленинское уче­ние отвергает апологетич. и умо-зрит. И. теологов и бурж. теорети­ков. На основе анализа законов соц. развития оно обосновывает И. коммунизма, реализуемого в про­цессе революц. преобразования действительности.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - идея, образ) - филос. направление, исхо­дящее в решении осн. вопроса фи­лософии из первичности духовно­го (ощущения, сознание, воля, над-природный бог, мир. разум и т. п.) и вторичности материального. Иде-алистич. решение осн. вопроса фи­лософии противоположно матери­алистическому. В античной фило­софии И. наиболее зрелый вид приобрел в учении Платона, поэто­му В. И. Ленин всю идеалистич. традицию называет „линией Плато­на , выступающей непримиримым противником филос. материализ­ма, или „линии Демокрита (т. 18, с. 131). Существуют 2 осн. типа филос. И.: объективный И., прида­ющий идеальному характер сверхчеловеч. и надприродного начала („мир идей Платона, творец в религ.-филос. учениях, „абсолютная идея Гегеля), и субъективный И., полагающий первичной ту или иную сторону духовной деятельно­сти человека, оторванную от мате­риального субстрата и противопо­ставленную ему (опыт, сознание, воля). Мн. идеалистич. учения со­четают в себе элементы объектив­ного и субъективного И. Хотя ис-торич. формы и виды И. многообразны, всех их роднит исходный принцип первичности идеального начала. Успехи науч. познания на­глядно демонстрируют несостоя­тельность идеалистич. объяснения природы, об-ва и мышления. Одна­ко И. не является только заблуж­дением, порожденным невежест­вом, — у него есть глубокие гно-сеологич. (теоретико-познаватель­ные) и соц. корни. Человеч. позна­ние - сложный диалектич. процесс, имеющий много черточек и сто­рон. „...Философский идеализм, - говорит В. И. Ленин, - есть одно­стороннее, преувеличенное... раз­витие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожест­вленный (т. 29, с. 322). Напр., теоретич. мышление оперирует аб­страктными понятиями и категори­ями, часто не относящимися непо­средственно к физич. объектам и обладающими относительной са­мостоятельностью. Абсолютизация такой самостоятельности ведет к идеалистич. трактовке форм мышления и действительности, ибо, по словам В. И. Ленина, уже в самой элементарной абстрак­ции дана возможность идеализма вследствие отлета фантазии от дей­ствительности (см. т. 29, с. 330). Эта возможность превращается в действительность, когда идеали­стич. ошибка „закрепляет клас­совый интерес господствующих классов (с. 322). И. наилучшим образом отвечает идеологич. за­просам реакц. соц. сил, заинтере­сованных в сохранении своего гос­подств, положения и не заинтере­сованных в адекватном познании действительности и ее историч. тен­денций. Не случайно в условиях империализма в идеалистич. фи­лософии резко активизируются иррационалистич. и агностич. тен­денции, усиливается ее фидеистич. функция. Филос. И. и религ. миро­воззрение всегда тесно взаимосвя­заны. Исторически И. был реакци­ей на ранние формы материализма и свободомыслия и включал в се­бя мн. религ.-мифологич. элемен­ты. Сама религия является фор­мой идеалистич. истолкования дей­ствительности, . а   зрелое   религ. сознание способствует появлению религ.-филос. идеалистич. учений (неотомизм, „теология процесса , персонализм). Филос. И. активно поставляет теологии наукообраз­ные аргументы в защиту веры. Это относится и к субъективному И., представители к-рого подчас отри­цают связь с религией. Однако субъективно-идеалистич. аргумен­ты часто логически ведут к пря­мым теистич. выводам. Активная борьба против материализма объ­ективно направлена и против ате­изма, что делает субъективный И. важнейшим союзником религии. Наконец, мн. субъективные идеа­листы, скептически относясь к надприродному „метафизич. богу, признают необходимость бога как объекта „неискоренимого религ. чувства человека (прагматисты, ряд представителей психоанализа, лингвистич. философии и др.). Это подтверждает верность выво­да В. И. Ленина о том, что „идеа­лизм философский есть... дорога к поповщине”   (т   29, с. 322).

ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ - вид превратного сознания, более или менее упорядоченная совокуп­ность идей о боге, мире в целом, природе, об-ве и человеке, целена­правленно развиваемых богосло­вами и религ. философами. И. р. выступает в форме определенной концепции, претендует на строй­ность и последовательность, хотя в действительности внутренне про­тиворечива. Она возн. в период становления клас. об-ва и раз­деления труда на материальный и духовный. „С этим, - замечает К. Маркс, - совпадает первая фор­ма идеологов, попы (т. 3, с. 30). И. р. в совр. религиях включает в себя: 1) теологию; 2) богосл. концепции экономики, политики, права, искусства и т. д.; 3) религ. философию. И. р. разрабатывалась в основном представителями гос­подств, классов и отражала дейст­вительность с позиций этих клас­сов. Но в ее сферу неизбежно во­влекался духовный материал, к-рый был результатом осмысле­ния условий жизни и угнет. клас­сов. Неудивительно, что в опреде­ленные историч. периоды соответствующим образом интерпрети­руемая И. р. используется для иллюзорного выражения чаяний народных масс.

ИДЕЯ - форма отражения окру­жающего мира, синтезирующая определенную совокупность поня­тий и представлений в целостное единство, выражающее их сущ­ность. И. активно воздействуют на ход развития об-ва, способствуя или препятствуя его изменению. С т. зр. религии и объективного идеализма И. предшествуют мате­риальным вещам, они выступают как „мысли бога , как ступени в развитии „мир. духа (Гегель) и т. п. Идеализм рассматривает И. как определяющий фактор в жиз­ни человеч. об-ва. Диалектич. мате­риализм видит в И. особую форму отражения объективного мира. „Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные , - под­черкивал Ф. Энгельс (т. 20, с. 629). Те или иные общественные И. овла­девают людьми лишь тогда, когда социально-экономич. условия рож­дают в них потребность.

ИДЖМА (араб. - согласие) - в сун­низме согласное мнение богосло­вов по религ., правовым и бы­товым вопросам, не затронутым в Коране и сунне. И. составляет одну из основ мусульм. правове­дения - фикха.

ИДЖТИХАД (араб. - старание, усердие) - принцип самостоят, суждения по религ. и правовым вопросам. В средние века право на И. имели лишь авторитетные му­сульм. правоведы и богословы — муджтахиды. В 10 в. в связи с тем, что сформировались 4 суннит, мазхаба и была выработана ислам, дог­матика, „двери И. были закрыты , дальнейшее развитие теологии, пра­ва, морали, соц. институтов было признано невозможным. Наступи­ло господство концепции таклида. В наст. вр. одни богословы счита­ют, что право на И. имеет каждый мусульманин, другие ограничива­ют это право лишь кругом высш. духовенства, третьи отстаивают концепцию таклида.

ИДЗАНАГИ и ИДЗАНАМИ (яп. -„первый мужчина и „первая жен­щина ) — мужское и женское бо­жества в синтоизме, имеющие ант­ропоморфный облик в отличие от ряда безликих верховных божеств пантеона, к-рые, как говорится в „Кодзиках , ,,не дали себя уви­деть . И. и И., взбалтывая копьем безбрежный океан, создали зем­ную ось, затем заключили брак и породили яп. о-ва, богов и духов земли, моря, ветра, гор, деревьев. Рожая бога огня, Идзанами опали­ла лоно и погибла, став впослед­ствии божеством подземной стра­ны. Из воды, омывшей глаза и нос Идзанаги, родились высш. боже­ства яп. мифологии: богиня солн­ца Аматэрасу, бог ночи и луны Цукиеми, бог ветра и моря Сусаноо.

ИДОЛ (от греч. eidolon - малень­кое изображеньице) - материаль­ный предмет, изображающий или „вмещающий божество либо по­читающийся в качестве последне­го. Объект религ. поклонения в по-литеистич. религиях.

ИДОЛОПОКЛОННИКИ - термин, обычно используемый богослова­ми для обозначения приверженцев политеистич. религий (язычников), поклоняющихся идолам.

ИЕГОВА - см. Яхве.

ИЕГОВИСТЫ - см. Свидетели Иеговы.

ИЕЗИДЫ, иазаты - в зороастриз­ме - добрые духи, помощники бо­га Ахурамазды. Митра считалсяодним из них.

ИЕЗУИТЫ (лат. Societas Jesu - Об­щество Иисуса) - члены католич. монаш. ордена, созданного в 1534 Лойолой и утвержденного папой Павлом IIIв 1540. Орден И. стал гл. орудием Контрреформации.И.участвовали в деятельности инкви­зиции, вели борьбу с народными антифеод, движениями. Орден до­бился привилегированного поло­жения в итал. гос-вах, во Франции и в Испании. В 16-18 вв. И. заня­ли ведущие позиции в области об­разования, создав широкую сеть школ. И. занимались миссионер­ством. Они проникли во мн. стра­ны,  способствуя  своей деятель­ностью колониальным захватам. В 17 в. И. создали рабовлад. гос-во в Парагвае, просуществовав­шее ок. 160 лет. И. использовали религию как инструмент полити­ки, вмешивались в политич. жизнь ряда гос-в Европы, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующему изгна­нию И. из Португалии и Франции. В 1773 папа Климент XIV распу­стил орден И. Он был восстанов­лен в 1814 в период Реставрации папой Пием VII. Перед И. была по­ставлена задача - вести борьбу с революцией. В 20 в. И. стали воинств, отрядом клерикализма, союзниками наиболее реакц. кру­гов империализма (в т. ч. фашиз­ма), активно участвуют в идеологич.  борьбе против  социализма. В 1965 папа Навел VI в качестве главной поставил перед И. задачу борьбы с атеизмом. И. играют ве­дущую роль в идеологич. аппарате католич. церкви. В уч. заведениях ордена готовятся кадры для руко­водящих органов католич. церкви. Для ордена И. характерны строгая централизация, жесткая дисципли­на и беспрекосл. повиновение ге­нералу ордена („черному папе ), избираемому пожизненно. Для И. необязательно   ношение   монаш. одежды.   И.   нередко  скрывают свою принадлежность к ордену, чтобы успешнее выполнять его за­дания. И. кроме 3 монаш. обетов дают четвертый — обет повинове­ния папе.

ИЕРАРХ (от греч. hieros - священ­ный и arche - власть) - представи­тель высш. христ. духовенства (патриарх, митрополит, архиепис­коп, епископ).

ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ (греч., букв. — священновластие) — сово­купность церк. чинов снизу довер­ху, в порядке их подчиненности. Сказанное Ф. Энгельсом о като­лич. церкви: „Свою собственную иерархию она установила по фео­дальному образцу (т. 22. с. 306) - можно отнести и к правосл. церк­вам. В протестантизмеИ. ц. значительно упрощена. Свои особенно­сти И. ц. имеет в нехрист. течениях.

ИЕРЕЙ (греч. hiereus, букв. - жрец) - офиц. название правосл. священника.

ИЕРУСАЛИМ - 1) город в Пале­стине, считается „священным го­родом у христиан, иудеев, мусуль­ман; 2) небесный И. - апокалип­сический образ „св. града . После страшного суда в нем будут жить праведники вместе с богом (Откр. 21:2, 10).

ИЕРУСАЛИМСКАЯ  ЦЕРКОВЬ   - одна из др. правосл. автокеф. церк­вей, с 5 в. возглавляемая патриар­хом Иерусалимским и всея Пале­стины. В наст. вр. И. ц. объединяет ок. 70 тыс. верующих, большей ча­стью арабов, а также греков в Из­раиле и Иордании, насчитывает 65 приходов. И. ц. - член Всемирн. совета церквей.

ИЗИДА - см. Исида.

ИЗРАИЛЬ - 1) имя, к-рое, соглас­но в.-з. сказанию, получил Иаков, один из патриархов др. евреев от бога (Быт., 32:28). В др. библ. рас­сказе бог дает это имя Иакову после возвращения того из Месо­потамии (Быт., 35:10). Семитское имя Израиль встречается в дошед­ших до нас др. текстах, относя­щихся соответственно к 3 и 2 тыс. до н. э. Может быть переведено как „господствовать , „бог да гос­подствует ; 2) евр. гос-во, обра­зованное в 1948 в соответствии с решением Генеральной Ассамб­леи ООН.

ИЗУВЕРСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ - совершение во время отправления культа действий, причиняющих вред здоровью человека. К тако­вым относятся моления истязательного характера (напр., „раде­ния у хлыстов), доведение верую­щих до опасного психич. возбуж­дения, галлюцинаций, экстаза, ис­терии, физич. и нервного истоще­ния и т. п. В СССР И. р. запрещено; за организацию или активное учас­тие в совершении И. р. предусмот­рена уголовная  ответственность.

ИИСУС НАВИН - согласно Ветхо­му завету, помощник и преемник Моисея, полководец, завоевавший Ханаан для израильских племен; гл. герой библ. книги Иисуса Навина. С именем И. Н. Библия свя­зывает ряд чудес - остановку Лу­ны и Солнца, расступившиеся во­ды Иордана, каменный град, обру­шившийся с неба, развалившуюся от звука труб стену осажденного войском И. Н. г. Иерихона. Приписываемое И. Н. авторство одно­именной в.-з. книги наукой не под­тверждается.

ИИСУС ХРИСТОС - согласно христ. вероучению, основатель хри­стианства; подавляющее большин­ство христ. церквей почитают его как богочеловека (монофизит. церкви не признают человеч. при­роды И. X.). Слово „Христос - греч. перевод др.-евр. „машиах („помазанник ). Согласно н.-з. ле­генде, И. X. был сыном божьим, родился в Вифлееме от Марии, жены плотника Иосифа. Мария за­чала чудесным образом от духа святого и оставалась девственни­цей (в Евангелии от Марка подроб­ности о рождении И. X. отсутству­ют). Иосиф и Мария с младенцем бежали в Египет от преследований царя Ирода; затем они вернулись в Галилею и И. X. начал проповеднич. деятельность, был крещен Иоанном Крестителем, собрал во­круг себя 12 учеников (апосто­лов). В Иерусалиме он был вы­дан одним из своих учеников - Иудой - за 30 сребренников вла­стям, был осужден иуд. судом -синедрионом — на смертную казнь; римск. наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор, и И. X. был распят на кресте, а затем по­хоронен. Но „по прошествии суб­боты он воскрес и явился своим ученикам. Христиане верят, что наступит день „второго пришест­вия И. X. Не все ранние христиа­не признавали эту легенду: иудео-христиане считали И. X. сыном Иосифа; нек-рые христиане счита­ли человеч. обличье И. X. кажущи­мся. У писателя 2 в. Цельса и в Талмуде сохранилась др. (враж­дебная христианству) версия био­графии И. X. Согласно ей, он былнезаконным сыном пряхи Марии и беглого римск. солдата Пантеры, занимался чародейством, был объ­явлен вне закона и побит камнями. В науке нет единой т. зр. на исто­ричность прототипа И. X. Одни ис­следователи отрицают его историч­ность, ссылаясь на противоречия и ошибки, содержащиеся в еванге­лиях, на молчание об И. X. римск. писателей 1 в. Другие - считают, что образ И. X. развивался от человека к богу.

ИКОНА (греч. eikōn - изображе­ние, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. су­ществ, являющееся предметом ре-лиг, поклонения. И. распростране­ны в католицизме, православии, буддизме, ламаизме. Культ И. хри­стианство восприняло от более др. религий, впитав бытовавшие в мас­сах дохрист. верования. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, борьба с ним вылилась в иконоборчество. Основу культа И. составляют первобытн. религ. представления (фетишизм, магия). По своему существу И. есть фе­тиш, она почитается не только как образ, через к-рый воздействуют на богов, святых, но и как личное божество, имеющее особую магич. силу. Культ И. является важным средством идеологич. влияния на массы.

ИКОНОБОРЧЕСТВО - соц.-религ. движение против иконопочитания. Отд. выступления против обогаща­ющего церковь культа икон были в ряде вост.-христ. стран в 7 в. - нач. 8 в. В Византии в 8 в. - перв. пол. 9 в. они приобрели характер движения, направленного против церкви, монастырск. землевладе­ния и выражавшего интересы раз­личных соц. слоев. Иконоборцы, ссылаясь на Библию (Поел. Иер.), труды церк. авторитетов (Кли­мента Александрийского, Евсевия Кессарийского и др.), объявляли иконы идолами, культ икон - идо­лопоклонством. И. подрывало мистич. христ. учение о возможности обращения к сверхъестеств. миру через религ. символы (иконы, та­инства), вочеловечивания бога, о единстве двойств, природы Христа. Против И. выступали знать, цер­ковники, монашество. Их идейн. главой был Иоанн Дамаскин. Им­ператор Лев III, стремясь укрепить гос. власть, опираясь на провинц. знать, запретил в 730 культ икон, конфисковал церк.-монастыре к. сокровища. Культ икон на соборе в 754 был объявлен ересью. Но ис­пользование идей И. антифеод, де-мократич. движениями (павликианство) заставило сплотиться раз­личные слои господств, класса и порвать с И. На II Никейском все­ленском соборе в 787 культ икон был восстановлен и (после вре­менного успеха И.) окончательно утвержден в 843. Лозунги И. ис­пользовались в 16 в. Реформацией в борьбе с католич. церковью. Ни-дерланд. бурж. революция 16 в. началась народным восстанием в 1556, когда были разбиты ико­ны и статуи святых в 5,5 тыс. церквей.

ИКОНОПИСЬ (от греч. eikōn изо­бражение, образ) - создание живо­писных изображений существ (бо­гов, святых и т. н.), к-рые являют­ся объектами религ. почитания. Икона включена в систему религ. культа, в то же время представля­ет собой произведение изобрази­тельного искусства. Иконопочитание распространено в право­славии, католицизме, буддизме. Христ. церковь создала систему жестких правил написания икон („иконографич. канон ). Церк. иконографич. канон фиксировал и закреплял те особенности иконо­писных изображений, к-рые отде­ляли воображаемый „священный божеств, мир от мира реального, земного. Этой цели служили: спиритуализация изображаемых лиц (святых, богоматери и т. п.), под­черкивание в них „духовного , не­земного облика; неподвижность изображаемых фигур; особая сис­тема изображения пространствен­ных („обратная перспектива ) и временных соотношений; наконец, условный золотой фон иконы. Пра-восл. богословы называют иконы „богословием в красках и видят в них средство направить помыс­лы, чувства и устремления верующих в сторону т. н. „горнего ми­ра, т. е. мира иллюзорного, сверхъ­естественного. Однако иконописец мог почерпнуть материал для сво­их изображений лишь в окружаю­щем его земном, реальном мире. Поэтому в иконах он в своеобраз­ных формах отражал окружавшую его действительность, выражал стремления и идеалы своей эпохи. Наиболее талантливые рус. иконо­писцы (напр., Феофан Грек, Анд­рей Рублев, Дионисий и др.) уме­ли и в рамках канонич. правил вы­разить свою творческую индивиду­альность, создать замечательные худож. произведения, к-рые и ны­не сохраняют эстетич. ценность. Только в Сов. гос-ве была органи­зована планомерная работа по ре­ставрации древних икон. Совре­менный зритель впервые в музеях смог увидеть необыкновенные кра­ски древних иконописцев, скры­то прежде окладами, погребен­ные под слоями последующих „об­новлений .

ИКОНОСТАС (греч. eikōn - икона и stasis — место стояния) — стенка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части правосл. храма. На И. иконы располагаются строго и соответствии с религ. иерархией. Двухстворчатые двери по середине И. именуются царскими вратами. И., украшенный с пышностью и блеском иконами, выполняет и храме функции религ.-эмоц. воз­действия на сознание и чувства ве­рующих.

ИЛЛЮЗИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ (лат. illusio - обман, заблуждение) — ложное представление, связанное с уверенностью в объективном существовании вымышленных существ, свойств, связей, соеди­ненное с верой в возможность общения человека с ними. Религия есть иллюзорное выражение, про­явление сущности определенного типа соц. систем. Возникновение и воспроизводство И. р. обусловле­но действием корней религии. И. р. порождаются бессилием, придав­ленностью, зависимостью людей от чуждых сил, господствующих над ними в повседневной жизни. В си­туациях   бессилия,   зависимости складывается психологич. комп­лекс, включающий страх, отчаяние и в то же время ожидание лучше­го, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность дей­ствительного освобождения при­водит к поискам освобождения духовного, утешения в сознании, вызывает потребность в иллюзиях, в т. ч. религиозных. И. р. становят­ся своеобразным способом вос­полнения действительности. Пре­одоление И. р. происходит в ходе практич. преобразования об-ва. устранения соц. корней религии. Важную роль играет и пропаганда атеизма.

ИЛЛЮМИНАТЫ (просветленные, от лат. illuminatio - освещение) - примыкающая к масонству тайная орг-ция (орден), основанная в Ба­варии в 1776 А. Вейсгауптом, к-рый опирался на учение об „иллюмина­ции . Такие христ. теологи, как Августин, Бонавентура, утвержда­ли, что естеств. силы человеч. разу­ма недостаточно для познания „веч­ной истины . Для этого нужно прозрение, к-рое является резуль­татом освещения человеч. разума светом божеств, откровения. Это учение было положено И. в основу их представлений об обществ, уст­ройстве, о характере просвещения.

ИЛЬИН ДЕНЬ - праздник правосл. церкви, отмечаемый 20 июля (2 ав­густа) в честь Ильи-пророка, одно­го из христ. святых. Илья - мифич. персонаж в.-з. лит-ры, трансфор­мированный из многочисл. племен, богов Др. Иудеи. Он пользовался широким почитанием, т. к., по христ. представлениям, от него за­висело ниспослание дождей, а сле­довательно, урожай. На Руси на не­го были перенесены мн. черты др.-славянск. божества Перуна. Как и Перун, он изображался разъезжаю­щим в огненной колеснице по не­бу и разгоняющим стрелами нечи­стую силу. И. д. служил крестья­нам ориентиром для проведения различных сельскохоз. работ. С ним связаны окончание сеноко­са и начало жатвы. Именно эти хоз.-бытовые моменты делали И. д. значительным торжеством, осо­бенно для крестьян.

ИЛЬИНЦЫ, „лесное братство , „сионская весть - секта, осно­ванная в 40-х гг. 19 в. на Урале штабс-капитаном Н. Ильиным. Ве­роучение секты изложено в соч. Ильина „Сионская весть и др. и представляет собой смесь иудаиз­ма и христианства. Из всей Библии Ильин признавал лишь „Открове­ние Иоанна . По Ильину, высш. существом является единоличный бог-отец Иегова (Егова), а не трои­ца. Иисус Христос — сын божий, рожденный „небесной матерью Элогаимой , достиг святости на земле среди людей. Каждый, кто выполняет все требования секты, может, по учению Ильина, достичь состояния „святости и нравств. со­вершенства , стать, подобно Хри­сту, человекобогом. В мире проис­ходит борьба между Иеговой и его непокорным сыном - Люцифером (Сатаной). В решающей битве про­тив сил Сатаны - „армагеддонском сражении - Христос возгла­вит 144 тыс. верных ему иегови­стов и уничтожит силы Сатаны, после чего наступит тысячелетнее царство иеговистов. Христ. празд­ники заменены у И. иудейскими (празднуется суббота, совершает­ся обряд обрезания). Богослуже­ние сводится к чтению религ. лит­ры и пению гимнов на мотивы народных песен. В наст. вр. отд. группы И., возглавляемые пропо­ведниками, имеются на Украине, в Казахстане и нек-рых областях РСФСР.

ИМАМ (араб. - стоящий впере­ди) - предстоятель на совместной молитве мусульман; у мусульман-суннитов в СССР — избираемый или приглашенный общиной слу­житель культа, к-рый руководит совместными богослужениями, со­вершает религ. обряды, читает про­поведи; верховный глава всех му­сульман-суннитов до отмены хали­фата; глава общины у мусульман-шиитов; почетное звание крупных религиозных деятелей.

ИМАМИТЫ - см. Шиизм.

ИМЕНИНЫ - обычай у христиан (православных и католиков) от­мечать как личный праздник день памяти святого, имя к-рого носит тот или иной верующий. Протестан­ты, отвергающие культ святых, И. не отмечают. В наст. вр. И. сохра­няются по большей части как бы­товая традиция, утратив свой ре­лиг. смысл.

ИММАНЕНТНАЯ    ФИЛОСФИЯ (лат. immanens — свойственный, внутренне присущий ч.-л.) - субъ-ективно-идеалистич. направление в философии кон. 19 - нач. 20 в. Гл. представители: В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, А. Леклер, М. Ка­уфман и др. И. ф. исходит из ре­альности только мыслимого мира, утверждая неразрывность объекта и субъекта, имманентность объек­та сознанию. Отстаиваемые И. ф. идеи о существовании „сознания вообще , проявляющегося через индивидуальное сознание, и о пер­вичности ,,я прямо ведут к выво­дам о трансцендентном боге и бес­смертии души. По словам В. И. Ле­нина, „имманенты... прямые пропо­ведники фидеизма... Нет ни одного из них, который бы не подводил открыто своих наиболее теорети­ческих работ по гносеологии к за­щите религии... (т. 18, с. 222). В работе „Материализм и эмпирио­критицизм В. И. Ленин на приме­ре И. ф. наглядно показал смыка­ние субъективного идеализма с те­измом.

ИМЯСЛАВЦЫ - сектант, течение, возникшее в 1910-1912 в рус. пра-восл. монастырях Афона (Греция). И. утверждали, что человек из-за своей греховности может славить в молитвах не самого бога, а лишь его имя (отсюда их название). Рус. правосл. церковь объявила это уче­ние ересью, а его проповедники были отлучены от церкви и сосла­ны в различные монастыри России. После Октябрьской революции И., покинув монастыри, поселились гл. обр. на Сев. Кавказе, где созда­ли сеть нелегальных монастырей и монаш. скитов. Они выступали против патриаршей церкви и раз­вернули борьбу с Сов. властью, опираясь на кулаков и зажиточ­ные слои казачества. Успехи строи­тельства социализма в нашей стра­не привели к распаду этого сектант. течения. В наст. вр. численность его последователей незначительна.

ИНВЕСТИТУРА (от лат. investio - облачаю) - ср.-век. католич. цере­мония утверждения духовного ли­ца в должности и сане епископа или аббата.

ИНГЕР Милтон (р. 1916) - амер. социолог, представитель функцио­нализма в социологии религии. В книге „Научное изучение рели­гии (1970) И. дает расширитель­ное определение религии, характе­ризуя ее как „систему верований и действий, посредством которых группа людей борется с высшими проблемами своей жизни . Т. о., религия отождествляется с любым мировоззрением, и каждый чело­век объявляется религиозным. Следуя за Р. Мертоном, И. призна­ет, что при определенных услови­ях религия может играть в об-ве дезинтегрирующую роль.

ИНГЕРСОЛЛ Роберт Грин (1833-1899) - амер. бурж. атеист, публи­цист. В лекциях и статьях остро критиковал религию и церковь, пропагандировал достижения нау­ки, был горячим приверженцем учения Дарвина. И. категориче­ски отрицал существование бога, сверхъестественного, божествен­ность Христа, представления о по­тустороннем мире, предопределе­нии, высмеивал библ. мифы, обли­чал религ. мораль, нетерпимость и фанатизм. Основу атеистич. воз­зрений И. составляли естеств.-науч. материализм, идеи просветитель­ства и филантропии.

„ИНДЕКС  ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ (лат. Index librorum prohibitoram) - издававшийся Ватиканом в 1559-1966 список произведений, чтение к-рых запрещалось верую­щим под угрозой отлучения от церкви. Одна из форм борьбы католич. церкви с антикатолич. дви­жениями, с соц., науч. и культур­ным прогрессом. В „И. з. к. вклю­чались тысячи названий, среди к-рых находились произведения выдающихся мыслителей, ученых, писателей, напр. Галилея, Коперника,   Спинозы,   Канта,   Сартра, Бальзака, Гейне, Гюго и мн. дру­гих. С 1966 издание ,,И. з. к. пре­кращено. В наст. вр. католич. цер­ковь, стремясь сохранить контроль над духовной жизнью об-ва, ис­пользует иные формы и методы ограждения верующих от влияния опасных, с ее т. зр., произведений науки, лит-ры и искусства.

ИНДЕПЕНДЕНТЫ (англ., букв. - независимые) - наиболее ради­кально настроенная часть пуритан, образовавшая партию, к-рая выра­жала интересы ср. буржуазии и „нового дворянства во времена бурж. революции в Англии в 17 в. (см. Конгрегационалисты).

ИНДЕТЕРМИНЗМ - см. Детер­минизм.

ИНДИВИДУЛЬНАЯ РАБОТА С ВЕРУЮЩИМИ - неотъемлемая и сост. часть атеистич. воспитания. Представляет собой совокупность приемов воспитат. воздействия на сознание верующих с целью фор­мирования у них науч.-материали-стич. мировоззрения. В процессе И. р. с в. предоставляется возмож­ность максимального учета степе­ни и характера религиозности, образоват. уровня, половозрастных особенностей, нац. принадлежно­сти, психологии, а также личных качеств верующих. И. р. с в. позво­ляет установить с ними доверит, отношения, тесные контакты, следить за изменениями в их созна­нии. Являясь одним из наиболее сложных участков атеистич. воспи­тания, И. р. с в. требует от пропа­гандистов глубокой науч.-атеистич. подготовки, знания характера проповеднич. деятельности местн. ре­лиг. орг-ций, умения и навыков ведения воспитат. работы, настой­чивости и такта. Пропагандистам необходимо знакомиться с усло­виями труда и быта верующих, изучать их духовные запросы, вы­яснять причины религиозности. Ус­пех в индивидуальной воспитат. работе с религ. людьми зависит от умелого сочетания ее с мае. фор­мами науч.-атеистич. воспитания, от непрерывности атеистич. воз­действия на верующего как в тру­довом кол-ве, так и вне его.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Адекватная цена на монтаж теплого пола в Нск. . Розничный магазин женской обуви на любой сезон.

Полезно знать:

Узурпаторы

News image

В борьбе за место главного идеолога в современном российском обществе едва ли не гл...

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Словарь Атеиста:

ПРЫ - ПЯТ

ПРЫГУНЫ (духовные христиане-прыгуны, максимисты) одно из экстатич. и эсхатологии, направле­ний в молоканстве (см. Молока­не) . Возникновение секты, относя­щееся к 40-м гг. 19 в...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...