Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ИБЛ - ИНД

Понятия и определения - Атеистический словарь

ИБЛИС - по учению ислама дья­вол, бывший ранее ангелом. Изгнан Аллахом из рая за отказ прекло­ниться перед Адамом - первочеловеком, созданным богом из праха. За свое падение всемерно стре­мится мстить людям, толкая их к греху.

ИБН РУШД (Ибн Рошд) Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизир. Аверроэс) (1126-1198) - араб, философ. Большинство филос. соч. И. Р. представляют собой комментарий к трудам Аристоте­ля. Вслед за Аристотелем И. Р. вы­двинул идею абстрактного мир. разума (нуса) - единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индиви­дуальной души, считая бессмерт­ным в целом человечество. И. Р. был одним из создателей учения о „двойств. истине . Это выража­ло стремление освободить науку и философию от гнета и контроля религии. Взгляды И. Р. оказали большое влияние на развитие антицерк. и материалистич. мысли.

ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизир. - Авицен­на) (ок. 980-1037) - ср.-азиатск. ученый-философ и врач. Мир, по его учению, возникает путем эма­нации („истечения ) из божества, но не по воле бога, а в силу непре­ложной необходимости. Бог без­личен; мир материален и так же вечен, как и сам бог. Природные явления причинно взаимосвяза­ны; в мире царит естеств. законо­мерность. Признавая бога и рели­гию, но расходясь с нек-рыми догматами ислама, И. С. заслужил репутацию вольнодумца, подвер­гался преследованиям со стороны реакц. мусульм. духовенства.

ИБН ЭЗРА Авраам бен Меир (1092-1167) - евр. философ и поэт. Один из первых рационалистич. критиков Библии. И. Э. ука­зал на земное происхождение св. писания и на то, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем.

ИГУМЕН (греч. hegumenos, букв. - ведущий) - сан монаха, присваи­ваемый после низших духовных степеней монаш. иерархии (иеро­диакон, иеромонах); настоятель или помощник настоятеля (наместник) правосл. монастыря.

ИГУМЕНЬЯ (от греч. hegumenos - ведущий) - монахиня, настоятельница жен. правосл. монас­тыря.

ИДЕАЛ (от греч. idea - идея, об­раз, понятие) - в самом общем смысле то, что человеком, груп­пой, классом или всем об-вом рас­сматривается в качестве образца, совершенства, высш. цели жела­ний и практики; совершенная мо­дель действительности. В развитом об-ве существует совокупность идеалов - социальных, политиче­ских, экономических, познаватель­ных, нравственных и др. Идеалы носят историч. характер, могут быть прогрессивными или реакци­онными - в зависимости от того, составляют ли их основу растущие или отмирающие, хотя и домини­рующие еще, формы обществ, от­ношений. Становясь ценностью для класса или группы, будучи сост. частью мировоззрения индивида, И. выступает важным фактором регуляции их деятельности и пове­дения, особенно в выборе средств и методов достижения целей. Идеа­лизм признает регулятивную роль И. в жизни человека, однако, как правило, отрицает его зависимость от реального мира. Такой взгляд совпадает с религ. представления­ми об И., к-рые доводят до преде­ла дуализм земного и небесного, материального и идеального. Здесь целью личности становится дости­жение царства божьего посредст­вом спасения, искупления своих грехов. Жить в строгом соответст­вии с велениями бога (абсолют, добра), уподобиться ему, насколь­ко это возможно, - осн. требова­ние религ. И. Преодолев эгоизм, сделав нормой своего поведения любовь и смирение, подчинив себя заповедям св. писания (следстви­ем чего нередко становятся аскеза и монашество, уход от мира), че­ловек может удостоиться божьей благодати, войти в царство божье, к-рое обычно мыслится эсхатоло­гически. Религ. И. в конечном сче­те пессимистичен и антигуманен, ибо ориентирует трудящихся не на действие, а на терпение и подчи­нение любым условиям существо­вания. Марксистско-ленинское уче­ние отвергает апологетич. и умо-зрит. И. теологов и бурж. теорети­ков. На основе анализа законов соц. развития оно обосновывает И. коммунизма, реализуемого в про­цессе революц. преобразования действительности.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - идея, образ) - филос. направление, исхо­дящее в решении осн. вопроса фи­лософии из первичности духовно­го (ощущения, сознание, воля, над-природный бог, мир. разум и т. п.) и вторичности материального. Иде-алистич. решение осн. вопроса фи­лософии противоположно матери­алистическому. В античной фило­софии И. наиболее зрелый вид приобрел в учении Платона, поэто­му В. И. Ленин всю идеалистич. традицию называет „линией Плато­на , выступающей непримиримым противником филос. материализ­ма, или „линии Демокрита (т. 18, с. 131). Существуют 2 осн. типа филос. И.: объективный И., прида­ющий идеальному характер сверхчеловеч. и надприродного начала („мир идей Платона, творец в религ.-филос. учениях, „абсолютная идея Гегеля), и субъективный И., полагающий первичной ту или иную сторону духовной деятельно­сти человека, оторванную от мате­риального субстрата и противопо­ставленную ему (опыт, сознание, воля). Мн. идеалистич. учения со­четают в себе элементы объектив­ного и субъективного И. Хотя ис-торич. формы и виды И. многообразны, всех их роднит исходный принцип первичности идеального начала. Успехи науч. познания на­глядно демонстрируют несостоя­тельность идеалистич. объяснения природы, об-ва и мышления. Одна­ко И. не является только заблуж­дением, порожденным невежест­вом, — у него есть глубокие гно-сеологич. (теоретико-познаватель­ные) и соц. корни. Человеч. позна­ние - сложный диалектич. процесс, имеющий много черточек и сто­рон. „...Философский идеализм, - говорит В. И. Ленин, - есть одно­стороннее, преувеличенное... раз­витие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожест­вленный (т. 29, с. 322). Напр., теоретич. мышление оперирует аб­страктными понятиями и категори­ями, часто не относящимися непо­средственно к физич. объектам и обладающими относительной са­мостоятельностью. Абсолютизация такой самостоятельности ведет к идеалистич. трактовке форм мышления и действительности, ибо, по словам В. И. Ленина, уже в самой элементарной абстрак­ции дана возможность идеализма вследствие отлета фантазии от дей­ствительности (см. т. 29, с. 330). Эта возможность превращается в действительность, когда идеали­стич. ошибка „закрепляет клас­совый интерес господствующих классов (с. 322). И. наилучшим образом отвечает идеологич. за­просам реакц. соц. сил, заинтере­сованных в сохранении своего гос­подств, положения и не заинтере­сованных в адекватном познании действительности и ее историч. тен­денций. Не случайно в условиях империализма в идеалистич. фи­лософии резко активизируются иррационалистич. и агностич. тен­денции, усиливается ее фидеистич. функция. Филос. И. и религ. миро­воззрение всегда тесно взаимосвя­заны. Исторически И. был реакци­ей на ранние формы материализма и свободомыслия и включал в се­бя мн. религ.-мифологич. элемен­ты. Сама религия является фор­мой идеалистич. истолкования дей­ствительности, . а   зрелое   религ. сознание способствует появлению религ.-филос. идеалистич. учений (неотомизм, „теология процесса , персонализм). Филос. И. активно поставляет теологии наукообраз­ные аргументы в защиту веры. Это относится и к субъективному И., представители к-рого подчас отри­цают связь с религией. Однако субъективно-идеалистич. аргумен­ты часто логически ведут к пря­мым теистич. выводам. Активная борьба против материализма объ­ективно направлена и против ате­изма, что делает субъективный И. важнейшим союзником религии. Наконец, мн. субъективные идеа­листы, скептически относясь к надприродному „метафизич. богу, признают необходимость бога как объекта „неискоренимого религ. чувства человека (прагматисты, ряд представителей психоанализа, лингвистич. философии и др.). Это подтверждает верность выво­да В. И. Ленина о том, что „идеа­лизм философский есть... дорога к поповщине”   (т   29, с. 322).

ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ - вид превратного сознания, более или менее упорядоченная совокуп­ность идей о боге, мире в целом, природе, об-ве и человеке, целена­правленно развиваемых богосло­вами и религ. философами. И. р. выступает в форме определенной концепции, претендует на строй­ность и последовательность, хотя в действительности внутренне про­тиворечива. Она возн. в период становления клас. об-ва и раз­деления труда на материальный и духовный. „С этим, - замечает К. Маркс, - совпадает первая фор­ма идеологов, попы (т. 3, с. 30). И. р. в совр. религиях включает в себя: 1) теологию; 2) богосл. концепции экономики, политики, права, искусства и т. д.; 3) религ. философию. И. р. разрабатывалась в основном представителями гос­подств, классов и отражала дейст­вительность с позиций этих клас­сов. Но в ее сферу неизбежно во­влекался духовный материал, к-рый был результатом осмысле­ния условий жизни и угнет. клас­сов. Неудивительно, что в опреде­ленные историч. периоды соответствующим образом интерпрети­руемая И. р. используется для иллюзорного выражения чаяний народных масс.

ИДЕЯ - форма отражения окру­жающего мира, синтезирующая определенную совокупность поня­тий и представлений в целостное единство, выражающее их сущ­ность. И. активно воздействуют на ход развития об-ва, способствуя или препятствуя его изменению. С т. зр. религии и объективного идеализма И. предшествуют мате­риальным вещам, они выступают как „мысли бога , как ступени в развитии „мир. духа (Гегель) и т. п. Идеализм рассматривает И. как определяющий фактор в жиз­ни человеч. об-ва. Диалектич. мате­риализм видит в И. особую форму отражения объективного мира. „Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные , - под­черкивал Ф. Энгельс (т. 20, с. 629). Те или иные общественные И. овла­девают людьми лишь тогда, когда социально-экономич. условия рож­дают в них потребность.

ИДЖМА (араб. - согласие) - в сун­низме согласное мнение богосло­вов по религ., правовым и бы­товым вопросам, не затронутым в Коране и сунне. И. составляет одну из основ мусульм. правове­дения - фикха.

ИДЖТИХАД (араб. - старание, усердие) - принцип самостоят, суждения по религ. и правовым вопросам. В средние века право на И. имели лишь авторитетные му­сульм. правоведы и богословы — муджтахиды. В 10 в. в связи с тем, что сформировались 4 суннит, мазхаба и была выработана ислам, дог­матика, „двери И. были закрыты , дальнейшее развитие теологии, пра­ва, морали, соц. институтов было признано невозможным. Наступи­ло господство концепции таклида. В наст. вр. одни богословы счита­ют, что право на И. имеет каждый мусульманин, другие ограничива­ют это право лишь кругом высш. духовенства, третьи отстаивают концепцию таклида.

ИДЗАНАГИ и ИДЗАНАМИ (яп. -„первый мужчина и „первая жен­щина ) — мужское и женское бо­жества в синтоизме, имеющие ант­ропоморфный облик в отличие от ряда безликих верховных божеств пантеона, к-рые, как говорится в „Кодзиках , ,,не дали себя уви­деть . И. и И., взбалтывая копьем безбрежный океан, создали зем­ную ось, затем заключили брак и породили яп. о-ва, богов и духов земли, моря, ветра, гор, деревьев. Рожая бога огня, Идзанами опали­ла лоно и погибла, став впослед­ствии божеством подземной стра­ны. Из воды, омывшей глаза и нос Идзанаги, родились высш. боже­ства яп. мифологии: богиня солн­ца Аматэрасу, бог ночи и луны Цукиеми, бог ветра и моря Сусаноо.

ИДОЛ (от греч. eidolon - малень­кое изображеньице) - материаль­ный предмет, изображающий или „вмещающий божество либо по­читающийся в качестве последне­го. Объект религ. поклонения в по-литеистич. религиях.

ИДОЛОПОКЛОННИКИ - термин, обычно используемый богослова­ми для обозначения приверженцев политеистич. религий (язычников), поклоняющихся идолам.

ИЕГОВА - см. Яхве.

ИЕГОВИСТЫ - см. Свидетели Иеговы.

ИЕЗИДЫ, иазаты - в зороастриз­ме - добрые духи, помощники бо­га Ахурамазды. Митра считалсяодним из них.

ИЕЗУИТЫ (лат. Societas Jesu - Об­щество Иисуса) - члены католич. монаш. ордена, созданного в 1534 Лойолой и утвержденного папой Павлом IIIв 1540. Орден И. стал гл. орудием Контрреформации.И.участвовали в деятельности инкви­зиции, вели борьбу с народными антифеод, движениями. Орден до­бился привилегированного поло­жения в итал. гос-вах, во Франции и в Испании. В 16-18 вв. И. заня­ли ведущие позиции в области об­разования, создав широкую сеть школ. И. занимались миссионер­ством. Они проникли во мн. стра­ны,  способствуя  своей деятель­ностью колониальным захватам. В 17 в. И. создали рабовлад. гос-во в Парагвае, просуществовав­шее ок. 160 лет. И. использовали религию как инструмент полити­ки, вмешивались в политич. жизнь ряда гос-в Европы, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующему изгна­нию И. из Португалии и Франции. В 1773 папа Климент XIV распу­стил орден И. Он был восстанов­лен в 1814 в период Реставрации папой Пием VII. Перед И. была по­ставлена задача - вести борьбу с революцией. В 20 в. И. стали воинств, отрядом клерикализма, союзниками наиболее реакц. кру­гов империализма (в т. ч. фашиз­ма), активно участвуют в идеологич.  борьбе против  социализма. В 1965 папа Навел VI в качестве главной поставил перед И. задачу борьбы с атеизмом. И. играют ве­дущую роль в идеологич. аппарате католич. церкви. В уч. заведениях ордена готовятся кадры для руко­водящих органов католич. церкви. Для ордена И. характерны строгая централизация, жесткая дисципли­на и беспрекосл. повиновение ге­нералу ордена („черному папе ), избираемому пожизненно. Для И. необязательно   ношение   монаш. одежды.   И.   нередко  скрывают свою принадлежность к ордену, чтобы успешнее выполнять его за­дания. И. кроме 3 монаш. обетов дают четвертый — обет повинове­ния папе.

ИЕРАРХ (от греч. hieros - священ­ный и arche - власть) - представи­тель высш. христ. духовенства (патриарх, митрополит, архиепис­коп, епископ).

ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ (греч., букв. — священновластие) — сово­купность церк. чинов снизу довер­ху, в порядке их подчиненности. Сказанное Ф. Энгельсом о като­лич. церкви: „Свою собственную иерархию она установила по фео­дальному образцу (т. 22. с. 306) - можно отнести и к правосл. церк­вам. В протестантизмеИ. ц. значительно упрощена. Свои особенно­сти И. ц. имеет в нехрист. течениях.

ИЕРЕЙ (греч. hiereus, букв. - жрец) - офиц. название правосл. священника.

ИЕРУСАЛИМ - 1) город в Пале­стине, считается „священным го­родом у христиан, иудеев, мусуль­ман; 2) небесный И. - апокалип­сический образ „св. града . После страшного суда в нем будут жить праведники вместе с богом (Откр. 21:2, 10).

ИЕРУСАЛИМСКАЯ  ЦЕРКОВЬ   - одна из др. правосл. автокеф. церк­вей, с 5 в. возглавляемая патриар­хом Иерусалимским и всея Пале­стины. В наст. вр. И. ц. объединяет ок. 70 тыс. верующих, большей ча­стью арабов, а также греков в Из­раиле и Иордании, насчитывает 65 приходов. И. ц. - член Всемирн. совета церквей.

ИЗИДА - см. Исида.

ИЗРАИЛЬ - 1) имя, к-рое, соглас­но в.-з. сказанию, получил Иаков, один из патриархов др. евреев от бога (Быт., 32:28). В др. библ. рас­сказе бог дает это имя Иакову после возвращения того из Месо­потамии (Быт., 35:10). Семитское имя Израиль встречается в дошед­ших до нас др. текстах, относя­щихся соответственно к 3 и 2 тыс. до н. э. Может быть переведено как „господствовать , „бог да гос­подствует ; 2) евр. гос-во, обра­зованное в 1948 в соответствии с решением Генеральной Ассамб­леи ООН.

ИЗУВЕРСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ - совершение во время отправления культа действий, причиняющих вред здоровью человека. К тако­вым относятся моления истязательного характера (напр., „раде­ния у хлыстов), доведение верую­щих до опасного психич. возбуж­дения, галлюцинаций, экстаза, ис­терии, физич. и нервного истоще­ния и т. п. В СССР И. р. запрещено; за организацию или активное учас­тие в совершении И. р. предусмот­рена уголовная  ответственность.

ИИСУС НАВИН - согласно Ветхо­му завету, помощник и преемник Моисея, полководец, завоевавший Ханаан для израильских племен; гл. герой библ. книги Иисуса Навина. С именем И. Н. Библия свя­зывает ряд чудес - остановку Лу­ны и Солнца, расступившиеся во­ды Иордана, каменный град, обру­шившийся с неба, развалившуюся от звука труб стену осажденного войском И. Н. г. Иерихона. Приписываемое И. Н. авторство одно­именной в.-з. книги наукой не под­тверждается.

ИИСУС ХРИСТОС - согласно христ. вероучению, основатель хри­стианства; подавляющее большин­ство христ. церквей почитают его как богочеловека (монофизит. церкви не признают человеч. при­роды И. X.). Слово „Христос - греч. перевод др.-евр. „машиах („помазанник ). Согласно н.-з. ле­генде, И. X. был сыном божьим, родился в Вифлееме от Марии, жены плотника Иосифа. Мария за­чала чудесным образом от духа святого и оставалась девственни­цей (в Евангелии от Марка подроб­ности о рождении И. X. отсутству­ют). Иосиф и Мария с младенцем бежали в Египет от преследований царя Ирода; затем они вернулись в Галилею и И. X. начал проповеднич. деятельность, был крещен Иоанном Крестителем, собрал во­круг себя 12 учеников (апосто­лов). В Иерусалиме он был вы­дан одним из своих учеников - Иудой - за 30 сребренников вла­стям, был осужден иуд. судом -синедрионом — на смертную казнь; римск. наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор, и И. X. был распят на кресте, а затем по­хоронен. Но „по прошествии суб­боты он воскрес и явился своим ученикам. Христиане верят, что наступит день „второго пришест­вия И. X. Не все ранние христиа­не признавали эту легенду: иудео-христиане считали И. X. сыном Иосифа; нек-рые христиане счита­ли человеч. обличье И. X. кажущи­мся. У писателя 2 в. Цельса и в Талмуде сохранилась др. (враж­дебная христианству) версия био­графии И. X. Согласно ей, он былнезаконным сыном пряхи Марии и беглого римск. солдата Пантеры, занимался чародейством, был объ­явлен вне закона и побит камнями. В науке нет единой т. зр. на исто­ричность прототипа И. X. Одни ис­следователи отрицают его историч­ность, ссылаясь на противоречия и ошибки, содержащиеся в еванге­лиях, на молчание об И. X. римск. писателей 1 в. Другие - считают, что образ И. X. развивался от человека к богу.

ИКОНА (греч. eikōn - изображе­ние, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. су­ществ, являющееся предметом ре-лиг, поклонения. И. распростране­ны в католицизме, православии, буддизме, ламаизме. Культ И. хри­стианство восприняло от более др. религий, впитав бытовавшие в мас­сах дохрист. верования. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, борьба с ним вылилась в иконоборчество. Основу культа И. составляют первобытн. религ. представления (фетишизм, магия). По своему существу И. есть фе­тиш, она почитается не только как образ, через к-рый воздействуют на богов, святых, но и как личное божество, имеющее особую магич. силу. Культ И. является важным средством идеологич. влияния на массы.

ИКОНОБОРЧЕСТВО - соц.-религ. движение против иконопочитания. Отд. выступления против обогаща­ющего церковь культа икон были в ряде вост.-христ. стран в 7 в. - нач. 8 в. В Византии в 8 в. - перв. пол. 9 в. они приобрели характер движения, направленного против церкви, монастырск. землевладе­ния и выражавшего интересы раз­личных соц. слоев. Иконоборцы, ссылаясь на Библию (Поел. Иер.), труды церк. авторитетов (Кли­мента Александрийского, Евсевия Кессарийского и др.), объявляли иконы идолами, культ икон - идо­лопоклонством. И. подрывало мистич. христ. учение о возможности обращения к сверхъестеств. миру через религ. символы (иконы, та­инства), вочеловечивания бога, о единстве двойств, природы Христа. Против И. выступали знать, цер­ковники, монашество. Их идейн. главой был Иоанн Дамаскин. Им­ператор Лев III, стремясь укрепить гос. власть, опираясь на провинц. знать, запретил в 730 культ икон, конфисковал церк.-монастыре к. сокровища. Культ икон на соборе в 754 был объявлен ересью. Но ис­пользование идей И. антифеод, де-мократич. движениями (павликианство) заставило сплотиться раз­личные слои господств, класса и порвать с И. На II Никейском все­ленском соборе в 787 культ икон был восстановлен и (после вре­менного успеха И.) окончательно утвержден в 843. Лозунги И. ис­пользовались в 16 в. Реформацией в борьбе с католич. церковью. Ни-дерланд. бурж. революция 16 в. началась народным восстанием в 1556, когда были разбиты ико­ны и статуи святых в 5,5 тыс. церквей.

ИКОНОПИСЬ (от греч. eikōn изо­бражение, образ) - создание живо­писных изображений существ (бо­гов, святых и т. н.), к-рые являют­ся объектами религ. почитания. Икона включена в систему религ. культа, в то же время представля­ет собой произведение изобрази­тельного искусства. Иконопочитание распространено в право­славии, католицизме, буддизме. Христ. церковь создала систему жестких правил написания икон („иконографич. канон ). Церк. иконографич. канон фиксировал и закреплял те особенности иконо­писных изображений, к-рые отде­ляли воображаемый „священный божеств, мир от мира реального, земного. Этой цели служили: спиритуализация изображаемых лиц (святых, богоматери и т. п.), под­черкивание в них „духовного , не­земного облика; неподвижность изображаемых фигур; особая сис­тема изображения пространствен­ных („обратная перспектива ) и временных соотношений; наконец, условный золотой фон иконы. Пра-восл. богословы называют иконы „богословием в красках и видят в них средство направить помыс­лы, чувства и устремления верующих в сторону т. н. „горнего ми­ра, т. е. мира иллюзорного, сверхъ­естественного. Однако иконописец мог почерпнуть материал для сво­их изображений лишь в окружаю­щем его земном, реальном мире. Поэтому в иконах он в своеобраз­ных формах отражал окружавшую его действительность, выражал стремления и идеалы своей эпохи. Наиболее талантливые рус. иконо­писцы (напр., Феофан Грек, Анд­рей Рублев, Дионисий и др.) уме­ли и в рамках канонич. правил вы­разить свою творческую индивиду­альность, создать замечательные худож. произведения, к-рые и ны­не сохраняют эстетич. ценность. Только в Сов. гос-ве была органи­зована планомерная работа по ре­ставрации древних икон. Совре­менный зритель впервые в музеях смог увидеть необыкновенные кра­ски древних иконописцев, скры­то прежде окладами, погребен­ные под слоями последующих „об­новлений .

ИКОНОСТАС (греч. eikōn - икона и stasis — место стояния) — стенка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части правосл. храма. На И. иконы располагаются строго и соответствии с религ. иерархией. Двухстворчатые двери по середине И. именуются царскими вратами. И., украшенный с пышностью и блеском иконами, выполняет и храме функции религ.-эмоц. воз­действия на сознание и чувства ве­рующих.

ИЛЛЮЗИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ (лат. illusio - обман, заблуждение) — ложное представление, связанное с уверенностью в объективном существовании вымышленных существ, свойств, связей, соеди­ненное с верой в возможность общения человека с ними. Религия есть иллюзорное выражение, про­явление сущности определенного типа соц. систем. Возникновение и воспроизводство И. р. обусловле­но действием корней религии. И. р. порождаются бессилием, придав­ленностью, зависимостью людей от чуждых сил, господствующих над ними в повседневной жизни. В си­туациях   бессилия,   зависимости складывается психологич. комп­лекс, включающий страх, отчаяние и в то же время ожидание лучше­го, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность дей­ствительного освобождения при­водит к поискам освобождения духовного, утешения в сознании, вызывает потребность в иллюзиях, в т. ч. религиозных. И. р. становят­ся своеобразным способом вос­полнения действительности. Пре­одоление И. р. происходит в ходе практич. преобразования об-ва. устранения соц. корней религии. Важную роль играет и пропаганда атеизма.

ИЛЛЮМИНАТЫ (просветленные, от лат. illuminatio - освещение) - примыкающая к масонству тайная орг-ция (орден), основанная в Ба­варии в 1776 А. Вейсгауптом, к-рый опирался на учение об „иллюмина­ции . Такие христ. теологи, как Августин, Бонавентура, утвержда­ли, что естеств. силы человеч. разу­ма недостаточно для познания „веч­ной истины . Для этого нужно прозрение, к-рое является резуль­татом освещения человеч. разума светом божеств, откровения. Это учение было положено И. в основу их представлений об обществ, уст­ройстве, о характере просвещения.

ИЛЬИН ДЕНЬ - праздник правосл. церкви, отмечаемый 20 июля (2 ав­густа) в честь Ильи-пророка, одно­го из христ. святых. Илья - мифич. персонаж в.-з. лит-ры, трансфор­мированный из многочисл. племен, богов Др. Иудеи. Он пользовался широким почитанием, т. к., по христ. представлениям, от него за­висело ниспослание дождей, а сле­довательно, урожай. На Руси на не­го были перенесены мн. черты др.-славянск. божества Перуна. Как и Перун, он изображался разъезжаю­щим в огненной колеснице по не­бу и разгоняющим стрелами нечи­стую силу. И. д. служил крестья­нам ориентиром для проведения различных сельскохоз. работ. С ним связаны окончание сеноко­са и начало жатвы. Именно эти хоз.-бытовые моменты делали И. д. значительным торжеством, осо­бенно для крестьян.

ИЛЬИНЦЫ, „лесное братство , „сионская весть - секта, осно­ванная в 40-х гг. 19 в. на Урале штабс-капитаном Н. Ильиным. Ве­роучение секты изложено в соч. Ильина „Сионская весть и др. и представляет собой смесь иудаиз­ма и христианства. Из всей Библии Ильин признавал лишь „Открове­ние Иоанна . По Ильину, высш. существом является единоличный бог-отец Иегова (Егова), а не трои­ца. Иисус Христос — сын божий, рожденный „небесной матерью Элогаимой , достиг святости на земле среди людей. Каждый, кто выполняет все требования секты, может, по учению Ильина, достичь состояния „святости и нравств. со­вершенства , стать, подобно Хри­сту, человекобогом. В мире проис­ходит борьба между Иеговой и его непокорным сыном - Люцифером (Сатаной). В решающей битве про­тив сил Сатаны - „армагеддонском сражении - Христос возгла­вит 144 тыс. верных ему иегови­стов и уничтожит силы Сатаны, после чего наступит тысячелетнее царство иеговистов. Христ. празд­ники заменены у И. иудейскими (празднуется суббота, совершает­ся обряд обрезания). Богослуже­ние сводится к чтению религ. лит­ры и пению гимнов на мотивы народных песен. В наст. вр. отд. группы И., возглавляемые пропо­ведниками, имеются на Украине, в Казахстане и нек-рых областях РСФСР.

ИМАМ (араб. - стоящий впере­ди) - предстоятель на совместной молитве мусульман; у мусульман-суннитов в СССР — избираемый или приглашенный общиной слу­житель культа, к-рый руководит совместными богослужениями, со­вершает религ. обряды, читает про­поведи; верховный глава всех му­сульман-суннитов до отмены хали­фата; глава общины у мусульман-шиитов; почетное звание крупных религиозных деятелей.

ИМАМИТЫ - см. Шиизм.

ИМЕНИНЫ - обычай у христиан (православных и католиков) от­мечать как личный праздник день памяти святого, имя к-рого носит тот или иной верующий. Протестан­ты, отвергающие культ святых, И. не отмечают. В наст. вр. И. сохра­няются по большей части как бы­товая традиция, утратив свой ре­лиг. смысл.

ИММАНЕНТНАЯ    ФИЛОСФИЯ (лат. immanens — свойственный, внутренне присущий ч.-л.) - субъ-ективно-идеалистич. направление в философии кон. 19 - нач. 20 в. Гл. представители: В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, А. Леклер, М. Ка­уфман и др. И. ф. исходит из ре­альности только мыслимого мира, утверждая неразрывность объекта и субъекта, имманентность объек­та сознанию. Отстаиваемые И. ф. идеи о существовании „сознания вообще , проявляющегося через индивидуальное сознание, и о пер­вичности ,,я прямо ведут к выво­дам о трансцендентном боге и бес­смертии души. По словам В. И. Ле­нина, „имманенты... прямые пропо­ведники фидеизма... Нет ни одного из них, который бы не подводил открыто своих наиболее теорети­ческих работ по гносеологии к за­щите религии... (т. 18, с. 222). В работе „Материализм и эмпирио­критицизм В. И. Ленин на приме­ре И. ф. наглядно показал смыка­ние субъективного идеализма с те­измом.

ИМЯСЛАВЦЫ - сектант, течение, возникшее в 1910-1912 в рус. пра-восл. монастырях Афона (Греция). И. утверждали, что человек из-за своей греховности может славить в молитвах не самого бога, а лишь его имя (отсюда их название). Рус. правосл. церковь объявила это уче­ние ересью, а его проповедники были отлучены от церкви и сосла­ны в различные монастыри России. После Октябрьской революции И., покинув монастыри, поселились гл. обр. на Сев. Кавказе, где созда­ли сеть нелегальных монастырей и монаш. скитов. Они выступали против патриаршей церкви и раз­вернули борьбу с Сов. властью, опираясь на кулаков и зажиточ­ные слои казачества. Успехи строи­тельства социализма в нашей стра­не привели к распаду этого сектант. течения. В наст. вр. численность его последователей незначительна.

ИНВЕСТИТУРА (от лат. investio - облачаю) - ср.-век. католич. цере­мония утверждения духовного ли­ца в должности и сане епископа или аббата.

ИНГЕР Милтон (р. 1916) - амер. социолог, представитель функцио­нализма в социологии религии. В книге „Научное изучение рели­гии (1970) И. дает расширитель­ное определение религии, характе­ризуя ее как „систему верований и действий, посредством которых группа людей борется с высшими проблемами своей жизни . Т. о., религия отождествляется с любым мировоззрением, и каждый чело­век объявляется религиозным. Следуя за Р. Мертоном, И. призна­ет, что при определенных услови­ях религия может играть в об-ве дезинтегрирующую роль.

ИНГЕРСОЛЛ Роберт Грин (1833-1899) - амер. бурж. атеист, публи­цист. В лекциях и статьях остро критиковал религию и церковь, пропагандировал достижения нау­ки, был горячим приверженцем учения Дарвина. И. категориче­ски отрицал существование бога, сверхъестественного, божествен­ность Христа, представления о по­тустороннем мире, предопределе­нии, высмеивал библ. мифы, обли­чал религ. мораль, нетерпимость и фанатизм. Основу атеистич. воз­зрений И. составляли естеств.-науч. материализм, идеи просветитель­ства и филантропии.

„ИНДЕКС  ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ (лат. Index librorum prohibitoram) - издававшийся Ватиканом в 1559-1966 список произведений, чтение к-рых запрещалось верую­щим под угрозой отлучения от церкви. Одна из форм борьбы католич. церкви с антикатолич. дви­жениями, с соц., науч. и культур­ным прогрессом. В „И. з. к. вклю­чались тысячи названий, среди к-рых находились произведения выдающихся мыслителей, ученых, писателей, напр. Галилея, Коперника,   Спинозы,   Канта,   Сартра, Бальзака, Гейне, Гюго и мн. дру­гих. С 1966 издание ,,И. з. к. пре­кращено. В наст. вр. католич. цер­ковь, стремясь сохранить контроль над духовной жизнью об-ва, ис­пользует иные формы и методы ограждения верующих от влияния опасных, с ее т. зр., произведений науки, лит-ры и искусства.

ИНДЕПЕНДЕНТЫ (англ., букв. - независимые) - наиболее ради­кально настроенная часть пуритан, образовавшая партию, к-рая выра­жала интересы ср. буржуазии и „нового дворянства во времена бурж. революции в Англии в 17 в. (см. Конгрегационалисты).

ИНДЕТЕРМИНЗМ - см. Детер­минизм.

ИНДИВИДУЛЬНАЯ РАБОТА С ВЕРУЮЩИМИ - неотъемлемая и сост. часть атеистич. воспитания. Представляет собой совокупность приемов воспитат. воздействия на сознание верующих с целью фор­мирования у них науч.-материали-стич. мировоззрения. В процессе И. р. с в. предоставляется возмож­ность максимального учета степе­ни и характера религиозности, образоват. уровня, половозрастных особенностей, нац. принадлежно­сти, психологии, а также личных качеств верующих. И. р. с в. позво­ляет установить с ними доверит, отношения, тесные контакты, следить за изменениями в их созна­нии. Являясь одним из наиболее сложных участков атеистич. воспи­тания, И. р. с в. требует от пропа­гандистов глубокой науч.-атеистич. подготовки, знания характера проповеднич. деятельности местн. ре­лиг. орг-ций, умения и навыков ведения воспитат. работы, настой­чивости и такта. Пропагандистам необходимо знакомиться с усло­виями труда и быта верующих, изучать их духовные запросы, вы­яснять причины религиозности. Ус­пех в индивидуальной воспитат. работе с религ. людьми зависит от умелого сочетания ее с мае. фор­мами науч.-атеистич. воспитания, от непрерывности атеистич. воз­действия на верующего как в тру­довом кол-ве, так и вне его.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Адекватная цена на монтаж теплого пола в Нск.

Полезно знать:

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ШАБ - ШУМ

ШАБУОТ, шевуот (др.-евр. - праздник недель) - иуд. празд­ник, первоначально земледельче­ский („праздник жатвы — Исх. 23 : 16), впоследствии истолко­ванный как праздник в память дарования Торы на горе Синае пр...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...