Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЗАВ - ЗОС

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЗАВИЙА - см. Текке.

ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ - см. Не­стяжательство.

ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ - сло­весная формула, имеющая, по суе­верным представлениям, чудодейств. свойство влиять наестеств. ход событий. 3. являлся неотъем­лемой частью др. религий, магич. культа. 3. рассматривался как спо­соб предотвращения или насыла-ния несчастья, исцеления от болез­ни, обеспечения удачи и т. д. В совр. религиях сохранился в виде про­клятий, молитв, хотя формально совр. церковь не признает 3.

„ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ (речь на IIIВсероссийском съезде Российского коммунистическо­го союза молодежи 2 октября 1920 г.) - речь В.И.Ленина. Впервые опубликована в газете „Правда 5, 6, 7 окт. 1920. В речи раскрыты осн. пути формирова­ния коммунистич. сознания, пре­одоления пережитков прошлого в сознании людей, в частности и религ. пережитков. Важнейшей за­дачей всего дела воспитания и образования молодежи В. И. Ле­нин считал воспитание морали коммунистической. Он разобла­чал клевету бурж. идеологов на коммунистов, якобы отрицающих всякую мораль. В. И. Ленин пока­зал, что коммунисты, утверждая коммунистическую мораль, нрав­ственность, отрицают нравствен­ность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалиетич. фраз. Характеризуя сущность коммунистич. морали, В. И. Ленин одновременно разобла­чал антиобществ, суть морали ре­лигиозной, вскрывая ее клас. со­держание и реакц. роль.

ЗАКЛИНАНИЕ - то же, что За­говор.

„ЗАКОН - см. Пятикнижие Мои­сеево.

ЗАКОН БОЖИЙ - обязат. пред­мет в начальных и средних уч. за­ведениях царской России, пре­подавался священнослужителями. Целью преподавания 3. б. было воспитание учащихся в духе пра­вославия. Учащихся знакомили со структурой и содержанием Биб­лии, с осн. молитвами, заповедями и т. д. После Октябрьской револю­ции преподавание 3. б. в СССР в общеобразовательных уч. заведе­ниях было отменено.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО    СОВЕТ­СКОЕ О КУЛЬТАХ - совокупность общесоюз. и республикан. законо­дательных  актов, определяющих положение орг-ций религ. в СССР, взаимоотношения между гос-вом и церковью. Важнейшим законом Сов. гос-ва, определяющим поло­жение церкви в нашей стране, был декрет „ Об отделении церкви от государства и школы от церкви . Принципы декрета стали основой всего последующего 3. с. о к. Они получили отражение в постановле­нии ВЦИК и СНКРСФСР от 8 апре­ля 1929 „О религиозных объеди­нениях с изменениями и дополне­ниями, внесенными Указом Прези­диума  Верх.  Совета  РСФСР от 23 июня 1975, в аналогичных нор­мативных актах др. союзных рес­публик, касающихся религ. куль­тов. 3. с. о к., отражая политику Сов. гос-ва по отношению к рели­гии и церкви, обеспечивает свобо­ду совести, интересы трудящихся, верующих и неверующих, в т. ч. и право верующих на объединение для совместного удовлетворения своих вероисповед. потребностей. Религ.    объединения   верующих граждан регистрируются в виде об-в религ. (при наличии 20 веру­ющих, достигших 18 лет) или групп (если число верующих менее 20) верующих. Религ. об-ва (группы) могут приступить к своей деятель­ности лишь после их регистрации. Решение о регистрации принимает­ся Советом по делам религий при Совете Министров СССР по пред­ставлениям исполкомов област­ных, краевых Советов народных депутатов и Советов Министров автоном. и союз, республик, не имеющих областного деления. Для удовлетворения религ. потребно­стей верующие, составившие религ. об-во, могут получить в бесплат­ное пользование молитв, здание и культовое имущество. Религ. об-ва имеют также право приобрете­ния церк. утвари, предметов ре­лиг. культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в уста­новленном порядке. Для непосредств. выполнения функций, свя­занных с управлением и использо­ванием культового имущества, а также в целях внешнего предста­вительства религ. объединения из среды своих членов на общем соб­рании открытым голосованием из­бирают исполнит, органы - в ре­лиг. об-вах в количестве 3 человек, а в группе верующих - одного. Ре­гистрирующим органам предостав­ляется право отвода отд. лиц из со­става членов исполнит, органа об-ва. Верующие, составившие религ. об-во, могут совершать религ. об­ряды; проводить молитв, и др. собрания, связанные с отправлением культа; нанимать или изби­рать служителей и др. лиц, обслу­живающих потребности культа; собирать добровольные пожертво­вания верующих в молитв, поме­щении на цели, связанные с содер­жанием служителей культа, мо­литв, здания и др. культового иму­щества. Религ. об-вом может быть избрана ревизионная комиссия в составе не более 3 человек. Все молитв, здания, а также культовое имущество, переданное в бесплат­ное пользование по договору ре­лиг. объединению, являются соб­ственностью гос-ва. Религ. об-во, принявшее в пользование молитв, здание, культовое имущество, обя­зано: хранить и беречь переданное ему гос. имущество; пользоваться им исключительно для удовлетво­рения религ. потребностей; возме­стить гос-ву ущерб в случае его порчи или недостачи; выполнять указания гос. органов охраны па­мятников по всем вопросам учета, охраны, реставрации и содержания культурн. ценностей и т. д. Религ. объединения не могут заниматься др. деятельностью, кроме той, к-рая направлена на удовлетворе­ние религ. потребностей верующих. В части., воспрещается: устанавли­вать для верующих обязат. взносы или производить принудительное обложение их в пользу религ. объ­единения и служителей культа; создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производств, объ­единения; оказывать материаль­ную поддержку верующим и др. гражданам; организовывать спе­циальные детские, юношеские, женские молитв, собрания, а так­же общие библейские, литератур­ные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собра­ния, группы, кружки, отделы, от­крывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечеб­ную помощь. В СССР все гражда­не, независимо от того, верующие они или неверующие, обладают всей полнотой соц.-экономич., политич. и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантирован­ных Конституцией СССР и сов. за­конами, в т. ч. правом на матери­альное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или ча­стичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Служи­тели культа, религ. проповедники и наставники осуществляют свою деятельность в пределах местожи­тельства верующих, являющихся членами данных религ. объедине­ний, и местонахождения соответ­ствующего молитв, помещения. Занимаясь своей канонич. деятель­ностью (богослужения, отправле­ния обрядов, проповеди и т. п.), они не вправе: вмешиваться в финансово-хоз. жизнь религ. объеди­нений; использовать молитв, со­брания верующих для политич. выступлений, противоречащих ин­тересам сов. об-ва; вести к.-л. про­паганду, направленную на отрыв верующих от активного участия в гос., культурн. и обществ.-поли­тич. жизни страны; устраивать без разрешения места, органов власти религ. шествия, совершать религ. обряды и церемонии под откры­тым небом, а также в домах и квартирах верующих, за исключе­нием похорон на кладбищах и тех случаев, когда обряды в домах и квартирах выполняются по прось­бе умирающих или тяжелоболь­ных.  Закрытие  молитв,  зданий в связи с самоликвидацией религ. об-ва осуществляется по заявле­нию самих учредителей. Решение о снятии с регистрации и закрытии молитв, дома производится толь­ко по решению Совета по делам религий  при  Совете Министров СССР. 3. с. о к., охраняя интересы гос-ва и права граждан нашей стра­ны, гарантируя свободу совести, предусматривает и ответственность за несоблюдение  установленных законодательством норм в адм. и уголовном порядке. Контроль за соблюдением     законодательства осуществляют места, и республикан. органы гос. власти, а также Совет по делам религий при Сове­те Министров СССР.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТ­СКОЕ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ - нормы сов. права, к-рые определя­ют понятие и содержание свободы совести и ее гарантии, обеспечива­ют право граждан исповедовать любую религию и отправлять ре­лиг. культы, свободу атеистич. убеждений и пропаганды, регули­руют обществ, отношения, возни­кающие в связи с осуществлением свободы совести. Основа 3. с. о с. с. - конституц. нормы. Осн. прин­ципы и положения 3. с. о с. с. бы­ли сформулированы в декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 „Об отделении церкви от государ­ства и школы от церкви .

ЗАКОНЫ МАНУ (санскр. Манавад-хармашастра) - др.-инд. сборник наставлений, определяющих пове­дение человека в частной и об­ществ, жизни, памятник обществ.-политич. и правовой мысли др.-инд. рабовлад. об-ва. В нем отра­жены догматика и идеология брах­манизма. 3. М. приписываются мифич. полубожеств, предку лю­дей Ману. 3. М. написаны на сан­скрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В 3. М. содер­жатся древнейшие представления о происхождении Вселенной, человеч, об-ва, сословий - варн, а так­же правила обыденной жизни, культовые предписания, наставле­ния о гос. управлении, о судопро­изводстве, семейных отношениях, обязанностях членов варн, пред­писания о покаянии и ритуальном очищении и др. Существующий строй неравенства и угнетения объ­является в 3. М. установленным богами, вечным и неизменным.

ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗ­ВИТИЯ - см. Исторический мате­риализм.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ - объектив­но существующие, общие, устойчи­вые связи вещей, явлений приро­ды, к-рые существенно влияют на изменения вещей, явлений. В жи­вой и в неживой природе действу­ют многообразные законы, разли­чающиеся по сфере действия, сте­пени общности. Существуют зако­ны, охватывающие сравнительно узкий круг вещей или явлений (напр., взаимосвязи давления и объема газа при постоянной темпе­ратуре, плавания тел, численности популяций определенного вида ор­ганизмов), законы, действие к-рых обнаруживается в обширных сфе­рах природы (механики, электро­магнетизма, естеств. отбора и др.), и, наконец, законы, действующие во всех областях природы (сохра­нения и превращения энергии, мас­сы, всемирного тяготения, переда­чи и преобразования информации). Открытие 3. п. и путей использо­вания их в человеч. деятельности стало важнейшей задачей естеств. наук с момента их появления. Ре­лигия усматривает в существова­нии 3. п. сверхъестеств. смысл. Подчиненность вещей, явлений дей­ствию законов, согласно богосл. утверждениям, говорит об испол­нении природой божеств, предна­чертаний, предустановленной бо­гом цели. Однако ход науч. позна­ния опровергает богосл. понима­ние источника и смысла 3. п. Если в период своего открытия 3. п. вы­ступает как нечто таинственное, то последующее изучение природы раскрывает те естеств. стороны ее, к-рые полностью обусловливают существование и характер этого закона. Содержание любого 3. п., как свидетельствует естествозна­ние, исчерпывается только естеств. моментами, связанными со струк­турой, взаимодействием и измене­нием вещей. И в наст. вр. имеются природные явления, к-рые еще не могут быть объяснены до конца. Но объяснение неясного сегодня будет достигнуто на новом этапе развития естествознания.

ЗАКЯТ (араб. - очищение) - обязат. „очистительная милостыня, один из „пяти столпов ислама , предусмотренный в Коране. В со­ответствии с шариатом 3. уплачи­вается взрослым мусульманином, имеющим определенный минимум имущества, и подлежит распреде­лению среди бедных, сирот и оди­ноких женщин. Его размер - 1⁄40 с доходов от ремесла и торговли, с домовладения; для земледель­цев и скотоводов процент сбора значительно повышается. В феод. мусульм. странах 3. был превра­щен в обязат. налог, к-рый шел в основном на нужды эксплуатат. гос-ва. С развитием во многих из этих стран капиталистич. отноше­ний налоговая система изменилась, а 3. стал уплачиваться служителям культа. В СССР нек-рая часть му­сульман вносит 3. в виде добро­вольных пожертвований в кассы мечетей.

ЗАПОВЕДИ, десятословие, дека­лог (от греч. deka - десять и lo­gos - слово, учение) - содержащи­еся в Пятикнижии нормы поведе­ния др. евреев, будто бы начертан­ные богом на 2 каменных плитах -„скрижалях завета , переданных им Моисею на горе Синай. Как история этой передачи, так и со­держание 3. излагаются в Пяти­книжии в разных вариантах (Исх. 20-23; Второзак. 12 и ел.). В 3., к-рые фигурируют в Исх. (34), преобладают культовые предписа­ния: не поклоняться чужеземным богам, разрушать их жертвенники, не делать себе „богов литых и т. д. Из норм личного поведения здесь содержится только запреще­ние смешанных браков. В 2 др. ва­риантах 3. помимо перечисленных культовых предписаний содержатся еще 6 нравств. норм поведе­ния: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность. Нравств. 3. отражают этические представле­ния, к-рые сложились в эпоху раз­ложения первобытнообщин. строя и начала формирования рабовлад. об-ва. Многие из них носят ярко выраженный клас. характер. Их смысл значительно уже тех словес­ных формул, в к-рые они облече­ны. Так, заповедь „не убивай , напр., распространяется лишь на соплеменников-израильтян, ибо иноплеменников бог не только по­зволяет, но и предписывает уби­вать. Своих тоже предписывается карать смертью за те или иные прегрешения. Следовательно, за­прещение убийства имеет некий конкр.-исторически обусловлен­ный смысл. Т. о., совершенно не­состоятельны попытки апологетов религии изображать 3. как сово­купность норм абсолют, нравствен­ности, пригодных для всех вре­мен и народов. Это подтверждает­ся всем содержанием Библии, персонажи к-рой систематически нарушают 3. В тексте Ветхого завета встречаются повеления, про­тиворечащие 3. Запрещению убий­ства, напр., противостоит норма „...душу за душу, глаз за глаз... (Исх. 21:23, 24). Для христианства существенно и то, что предписания ветхозаветн. 3. нередко отверга­ются Новым заветом.

ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - нор­мы обычного права, закрепленные традицией, осмысляемые как религ. (магич.) запрет, нарушение к-рого карается богами, духами или некой сверхъестеств. силой. Большая часть 3. р. (половые, пи­щевые, промысловые, производ­ственные и др.) имеют биологич. или соц. основу, внешне, как пра­вило, выступающую в мифологич. оболочке.

ЗАРАТУШТРА (иран., греч. - Зороастр) - пророк и реформатор др.-иран. религии, получившей на­звание зороастризм. Время жизни 3. предположительно относится к перв. пол. 6 в. до н. э. Наукой установлено, что 3. - реальное историч. лицо, к-рому принадле­жит составление „Гат , древней­шей части „Авесты - св. книги зороастризма. Полагают, что 3. проповедовал свое учение в Вост. Иране и Ср. Азии. Проповедь его была направлена против власти родоплем. вождей, старого жрече­ства, культа старых богов. Вост. легенды рассказывают, что 3. жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он удалился на высокую гору, где бог Ормузд от­крыл ему новое учение; под влия­нием совершенных 3. чудес Виштаспу первый принял его учение. Более поздние отделы „Авесты представляют 3. в виде мифич. борца с демонами, действующего против них не только словом и чудесами, но и оружием.

ЗЕВС - в др.-греч. мифологии - верховн. божество, отец богов и людей, глава олимп. семьи богов. Его имя означает „светлое небо . Сын Кроноса и Реи. Принадле­жит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов (см. Теогония). В ходе истории Др. Греции образ 3. пре­терпел эволюцию - от зооморфно­го божества, древнейшие символы почитания к-рого обнаружены на о. Крит, до общегреч. верховн. бо­га-вседержителя в эллинистич. эпо­ху. Низвергнув своего отца - Кро­носа и др. титанов в Тартар и утвер­дившись на горе Олимп, 3. посте­пенно преобразует мир, порождает богов, внося в этот мир закон, по­рядок, науки, искусства, нормы морали и пр. 3. Олимпийский - отец мн. героев (Геракла, Персея и др.), осуществляющий божеств, волю и благие замыслы. В то же время 3. - грозная карающ. сила. Он несколько раз уничтожает че-ловеч. род, пытаясь создать совер­шенного человека. Мифология 3. Олимпийского отражала процесс укрепления патриархальной вла­сти и клас. расслоения об-ва. В римск. мифологии 3. соответству­ет Юпитер.

ЗЕЙДИТЫ - шиитская секта, воз­никшая в 8 в. Ее основатель - Зейд ибн Али, внук шиитского мученика имама Хусейна. Зейд возглавил восстание в Куфе против Омеяд-ского халифата в 740 и был убит. У 3. отсутствует крайняя неприми­римость в отношении суннитов, они не опровергают законность первых 3 халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа). На вероучении 3. сказалось влияние филос. течения мутазилитов. 3. в отличие от орто­докс, суннизма и шиизма не при­знают предопределения и считают Коран не „предвечным , а создан­ным Аллахом. В 864 3. образова­ли теократич. гос-во в Сев.-Зап. Иране, а в 10 в. захватили власть в горном Йемене. В наст. вр. 3. имеются в ЙАР, НДРЙ, Саудов­ской Аравии, Иране (там их назы­вают ноктавитами).

ЗЕЛОТЫ (от греч. Zēlōtái - ревни­тели) - соц.-политич. и религ. те­чение, сложившееся в Др. Иудее во вт. пол. 1 в. до н. э. Выступа­ли против римск. владычества и местн. иуд. знати, шедшей на ком­промисс с Римом . Приняли актив­ное участие в иуд. войне 66-73, оказали влияние на бунтарские настроения в среде первонач. хри­стиан.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ - см. Аграрные культы.

ЗМЛЕР Иоганн-Соломон (1725-1791) - нем. историк-богослов, гла­ва рационалистич. школы в люте­ранстве. 3. доказывал историч. не­достоверность библ. сообщений, признавал за ними лишь назида­тельно-моральный смысл, отрицал богодухновенность Библии, рацио­налистически толковал библ. чуде­са. По 3., история христ. догмати­ки есть история ошибок, слабо­стей и суеверий. 3. выступал за право свободного истолкования догматов, независимость теологии от офиц. церкви. Взгляды 3. и его сторонников (В.Теллер, К. Бардт) вызвали осуждение протест, орто­доксов и пиетистов.

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Василье­вич (1881-1962) - рус. религ. фи­лософ. С 1915 - проф. Киевского ун-та. В 1919 эмигрировал за гра­ницу. В 1926 стал проф. богосл. ин-та в Париже и председателем Рус. студенческого христ. движе­ния. Искажая в своих работах исто­рию развития марксизма, фальси­фицируя историч. материализм, 3. одновременно извращал теорию и практику коммунистич. строитель­ства в СССР.

„ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕ­ВЕЖЕСТВА - произведение рус. атеистич. лит-ры кон. 18 в. Автор не установлен. Каждая из 7 глав ,,3. б. опровергает один из церк. догматов: о всесовершенстве, всемудрости, всемогуществе бога, о боге как творце мира; доказы­вается, что „мир не зависит от бо­га , что „бог не есть присущ суще­ствованию . В результате крити­ки теологич. доказательств бытия бога автор приходит к выводу, что бога нет. Содержание „3. б. свидетельствует о знакомстве ав­тора с „Системой природы Голь­баха.

ЗИЗАНИЙ Лаврентий (ум. ок. 1633) - белорус, богослов и про­светитель. В 1626 3. по заданию моск. патриарха Филарета сочинил „Катихизис , где склонялся к лю­теранству и, кроме того, сделал попытку согласовать христ. веро­учение с естеств. объяснением при­роды, основанным на опыте и на­блюдении. Это соч. 3. моск. бого­словами (т. н. „Книжной палатой ) было признано еретическим и отвергнуто.

ЗИЗАНИЙ Стефан (ок. 1570 - ок. 1621) - белорус, священник и пи­сатель. В своих проповедях и полемич. соч. („Катихизис , „Казанье св. Кирилла об антихристе ) осуж­дал политику насильственного ока­толичивания белорусов, резко кри­тиковал папство и иезуитов, объ­явив их слугами антихриста, клей­мил произвол и корыстолюбие светских и духовных феодалов. 3. был отлучен от церкви и объявлен вне закона.

ЗИКР - радение у суфиев (см. Су­физм), цель к-рого добиться „сли­яния с богом . Бесконечно выкри­кивая молитвы, кружась, распевая песнопения и приплясывая под музыку, суфии доводили себя до религиозного экстаза, впадая в со­стояние невменяемости, и считали это слиянием с богом.

ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) - нем. философ-идеалист, социолог, представитель „философии жиз­ни . Познание мира следует искать не во внешних фактах, а в религии и психологии, считал 3. Лишь с помощью религ. интуиции мож­но охватить целостность мира. Все связи человека с миром имеют ре­лиг. окраску, поскольку порожда­ют определенное „настроение ду­ши, к-рое становится религией, как только оно проецируется в особенных образах . Позиция 3. ведет к субьективно-индивидуалистич. интерпретации истории, его взгляды носят бурж.-апологетич. характер.

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ (16 в.) - рус. церк. писатель-монах, ученик Максима Грека. 3. О. - автор соч., в к-рых велась полемика с материалистич. философией, осуждалась ересь Феодосия Косого, отстаива­лась догматика православия, обо­сновывались крепостничество и монастыр. землевладение.

„ЗНАНИЕ Всесоюзное общест­во - добровольная обществ, орг-ция в СССР, созданная в 1947 для распространения политич. и науч. знаний. Руководящий орган - Правление, избираемое на всесо­юзных съездах сроком на 4 года. Всесоюзное об-во объединяет 15 об-в „3. союзных республик. Пер­вичные орг-ции об-ва „3. имеют­ся на предприятиях, в учреждени­ях, уч. заведениях. Об-во органи­зует по всем отраслям знания публичные лекции, доклады, кон­ференции, семинары, консульта­ции. Значит, место в работе об-ва занимает науч.-атеистич. пропаган­да. Об-во имеет лектории, планета­рии, дома науч.-технич. пропаган­ды, дома науч. атеизма. „3. ведет большую издательскую работу, имеет свое издательство („Зна­ние ), выпускает несколько жур­налов, в т. ч. „Наука и жизнь , „Знание - сила , „Наука и рели­гия . В 1972 за заслуги в распространении науч. и политич. знаний Всесоюзное об-во „3. награждено орденом Ленина.

ЗНАХАРСТВО - магич. врачева­ние. 3. как первобытн. форма ре­лигии представляет собой комп­лекс след. элементов: выделение в общине особых людей, владеющих приемами народной медицины; смешение этих приемов со сред­ствами лечебной магии и заго­ворами; представление о причине внутр. болезней как об инородном предмете, попавшем в тело челове­ка (отсюда широко распространен­ная практика шаманов „высасы­вать болезнь из тела). 3. широко используется разного рода шарла­танами, спекулирующими на суе­вериях людей.

ЗНХАРИ — т. е. знающие люди. В России вплоть до кон. 18 в. 3. выполняли функцию лекарей. По народным представлениям, 3. ле­чили людей „с божьей помощью , не прибегая к „нечистой силе . Впрочем, считалось, что в отд. слу­чаях 3. могли „насылать болезни. 3. делились на зелейников (или зелейщиков), т. е. знатоков силы трав и кореньев, и обаянников, т. е. заклинателей, к-рые могли якобы заговаривать змей, хищных животных, оружие. Используя нек-рые приемы народной медицины, 3. сплошь и рядом прибегали к су­еверным действиям, не облегчая, а усугубляя положение больных.

ЗООЛАТРИЯ - см. Анимализм.

ЗООМОРФИЗМ - наделение чер­тами животных образов реаль­ных или воображаемых объектов. В истории религии 3. предшеству­ет, как правило, антропоморфиз­му. Зооморфными чертами наде­лялись образы духов, а затем бо­гов. Напр., в Др. Египте бог Гор изображался в виде сокола, боги­ня Сохмет - с головой львицы и т. п. 3. анимистич. и теистич. обра­зов связан обычно с пережитками тотемизма. 3. в сфере религии оз­начает одновременно зоолатрию.

ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм - рели­гия, возникшая на территории Др. Ирана (Персии - отсюда парсизм) в 7-6 вв. до н. э., представляет со­бой маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-иран. Зардушт), исто­ричность к-рого в науке в наст. вр. не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат - са­мой др. части св. книги 3. и мазде­изма - Авесты, или Зенд-Авесты (букв. - текст с комментариями). Осн. идея 3. - зависимость миро­порядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Оли­цетворением положит, начала Все­ленной является Ахурамазда, от-риц. - Анхра-Майнью. Оба они сы­новья „Бесконечного времени - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высш. сил, а личность,  обладающая  свободой выбора, способная своей активно­стью повлиять на торжество мир. справедливости. В Гатах просле­живается  противостояние  кочев­нического и земледельч. образов жизни, первый осуждается и рас­сматривается как проявление мир. зла, второй поощряется как про­явление добра, что отражает мно­говековые войны др.-иран. земле­дельцев с окружавшими их коче­выми племенами. Эсхатология 3. утверждает, что мир. история длит­ся 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет -„золотой век Ахурамазды, вслед за к-рым начались 3 тыс. лет гос­подства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. 3. обещает посмертное блаженство сторонникам Ахура­мазды,  осуждение  на страшном суде и всяческие муки его против­никам. Для обрядовой практики 3. характерно почитание 4 элемен­тов Вселенной - воды, огня, зем­ли, воздуха. Специфичен сохранив­шийся до наших дней погребаль­ный обряд: трупы размещаются на   нескольких   ярусах   „башни молчания - дакмы, где их поеда­ют птицы; очищенные от мяса ко­сти ссыпаются в глубокий коло­дец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из „чистых стихий „нечистый труп не приходит в соприкосновение. В храмах 3. горит вечный огонь. Идейн.   концепции   3.  повлияли в свое время на формирование манихейства, митраизма, иудаизма, христ. ересей павликиан (см. Павликианство) и катаров. В наст, вр. 3. существует в форме парсиз­ма, в к-ром при сохранении преж­них дуалистич. идей развились представления о едином всемогу­щем боге.

ЗОСИМА БРАДАТЫЙ - рус. гос. и церк. деятель 15 в., ставлен­ник великого князя Ивана III.В 1490-1494 митрополит Москов­ский. За свою близость к вид­ным представителям новг.-моск. ереси сам был заподозрен в ере­си. В 1495 лишен сана и сослан в Троице-Сергиев монастырь. 3. приписываются слова: „А чтото царство небесное, а что то второе пришествие, а что то вос­кресение мертвых, ничего того несть: умер кто ин то умер, по та места и был .

ЗОСИМА Соловецкий (ум. 1478) –о дин из основателей Соловецкого монастыря. В 1436 поселился на Соловецком о-ве, где с помощью прибывших сюда монахов возвел храм и монастырск. помещения. Канонизирован Рус. правосл. цер­ковью.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ЧАВ - ЧУР

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907) - груз, писатель, мыслитель-материалист, обществ, деятель, основоположник критич. реализма в груз, лит-ре. На миро­воззрение Ч. большое влияние оказали рус. ре...

Авторизация



Движение атеизма:

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...