Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ЗАВ - ЗОС

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЗАВИЙА - см. Текке.

ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ - см. Не­стяжательство.

ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ - сло­весная формула, имеющая, по суе­верным представлениям, чудодейств. свойство влиять наестеств. ход событий. 3. являлся неотъем­лемой частью др. религий, магич. культа. 3. рассматривался как спо­соб предотвращения или насыла-ния несчастья, исцеления от болез­ни, обеспечения удачи и т. д. В совр. религиях сохранился в виде про­клятий, молитв, хотя формально совр. церковь не признает 3.

„ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ (речь на IIIВсероссийском съезде Российского коммунистическо­го союза молодежи 2 октября 1920 г.) - речь В.И.Ленина. Впервые опубликована в газете „Правда 5, 6, 7 окт. 1920. В речи раскрыты осн. пути формирова­ния коммунистич. сознания, пре­одоления пережитков прошлого в сознании людей, в частности и религ. пережитков. Важнейшей за­дачей всего дела воспитания и образования молодежи В. И. Ле­нин считал воспитание морали коммунистической. Он разобла­чал клевету бурж. идеологов на коммунистов, якобы отрицающих всякую мораль. В. И. Ленин пока­зал, что коммунисты, утверждая коммунистическую мораль, нрав­ственность, отрицают нравствен­ность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалиетич. фраз. Характеризуя сущность коммунистич. морали, В. И. Ленин одновременно разобла­чал антиобществ, суть морали ре­лигиозной, вскрывая ее клас. со­держание и реакц. роль.

ЗАКЛИНАНИЕ - то же, что За­говор.

„ЗАКОН - см. Пятикнижие Мои­сеево.

ЗАКОН БОЖИЙ - обязат. пред­мет в начальных и средних уч. за­ведениях царской России, пре­подавался священнослужителями. Целью преподавания 3. б. было воспитание учащихся в духе пра­вославия. Учащихся знакомили со структурой и содержанием Биб­лии, с осн. молитвами, заповедями и т. д. После Октябрьской револю­ции преподавание 3. б. в СССР в общеобразовательных уч. заведе­ниях было отменено.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО    СОВЕТ­СКОЕ О КУЛЬТАХ - совокупность общесоюз. и республикан. законо­дательных  актов, определяющих положение орг-ций религ. в СССР, взаимоотношения между гос-вом и церковью. Важнейшим законом Сов. гос-ва, определяющим поло­жение церкви в нашей стране, был декрет „ Об отделении церкви от государства и школы от церкви . Принципы декрета стали основой всего последующего 3. с. о к. Они получили отражение в постановле­нии ВЦИК и СНКРСФСР от 8 апре­ля 1929 „О религиозных объеди­нениях с изменениями и дополне­ниями, внесенными Указом Прези­диума  Верх.  Совета  РСФСР от 23 июня 1975, в аналогичных нор­мативных актах др. союзных рес­публик, касающихся религ. куль­тов. 3. с. о к., отражая политику Сов. гос-ва по отношению к рели­гии и церкви, обеспечивает свобо­ду совести, интересы трудящихся, верующих и неверующих, в т. ч. и право верующих на объединение для совместного удовлетворения своих вероисповед. потребностей. Религ.    объединения   верующих граждан регистрируются в виде об-в религ. (при наличии 20 веру­ющих, достигших 18 лет) или групп (если число верующих менее 20) верующих. Религ. об-ва (группы) могут приступить к своей деятель­ности лишь после их регистрации. Решение о регистрации принимает­ся Советом по делам религий при Совете Министров СССР по пред­ставлениям исполкомов област­ных, краевых Советов народных депутатов и Советов Министров автоном. и союз, республик, не имеющих областного деления. Для удовлетворения религ. потребно­стей верующие, составившие религ. об-во, могут получить в бесплат­ное пользование молитв, здание и культовое имущество. Религ. об-ва имеют также право приобрете­ния церк. утвари, предметов ре­лиг. культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в уста­новленном порядке. Для непосредств. выполнения функций, свя­занных с управлением и использо­ванием культового имущества, а также в целях внешнего предста­вительства религ. объединения из среды своих членов на общем соб­рании открытым голосованием из­бирают исполнит, органы - в ре­лиг. об-вах в количестве 3 человек, а в группе верующих - одного. Ре­гистрирующим органам предостав­ляется право отвода отд. лиц из со­става членов исполнит, органа об-ва. Верующие, составившие религ. об-во, могут совершать религ. об­ряды; проводить молитв, и др. собрания, связанные с отправлением культа; нанимать или изби­рать служителей и др. лиц, обслу­живающих потребности культа; собирать добровольные пожертво­вания верующих в молитв, поме­щении на цели, связанные с содер­жанием служителей культа, мо­литв, здания и др. культового иму­щества. Религ. об-вом может быть избрана ревизионная комиссия в составе не более 3 человек. Все молитв, здания, а также культовое имущество, переданное в бесплат­ное пользование по договору ре­лиг. объединению, являются соб­ственностью гос-ва. Религ. об-во, принявшее в пользование молитв, здание, культовое имущество, обя­зано: хранить и беречь переданное ему гос. имущество; пользоваться им исключительно для удовлетво­рения религ. потребностей; возме­стить гос-ву ущерб в случае его порчи или недостачи; выполнять указания гос. органов охраны па­мятников по всем вопросам учета, охраны, реставрации и содержания культурн. ценностей и т. д. Религ. объединения не могут заниматься др. деятельностью, кроме той, к-рая направлена на удовлетворе­ние религ. потребностей верующих. В части., воспрещается: устанавли­вать для верующих обязат. взносы или производить принудительное обложение их в пользу религ. объ­единения и служителей культа; создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производств, объ­единения; оказывать материаль­ную поддержку верующим и др. гражданам; организовывать спе­циальные детские, юношеские, женские молитв, собрания, а так­же общие библейские, литератур­ные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собра­ния, группы, кружки, отделы, от­крывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечеб­ную помощь. В СССР все гражда­не, независимо от того, верующие они или неверующие, обладают всей полнотой соц.-экономич., политич. и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантирован­ных Конституцией СССР и сов. за­конами, в т. ч. правом на матери­альное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или ча­стичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Служи­тели культа, религ. проповедники и наставники осуществляют свою деятельность в пределах местожи­тельства верующих, являющихся членами данных религ. объедине­ний, и местонахождения соответ­ствующего молитв, помещения. Занимаясь своей канонич. деятель­ностью (богослужения, отправле­ния обрядов, проповеди и т. п.), они не вправе: вмешиваться в финансово-хоз. жизнь религ. объеди­нений; использовать молитв, со­брания верующих для политич. выступлений, противоречащих ин­тересам сов. об-ва; вести к.-л. про­паганду, направленную на отрыв верующих от активного участия в гос., культурн. и обществ.-поли­тич. жизни страны; устраивать без разрешения места, органов власти религ. шествия, совершать религ. обряды и церемонии под откры­тым небом, а также в домах и квартирах верующих, за исключе­нием похорон на кладбищах и тех случаев, когда обряды в домах и квартирах выполняются по прось­бе умирающих или тяжелоболь­ных.  Закрытие  молитв,  зданий в связи с самоликвидацией религ. об-ва осуществляется по заявле­нию самих учредителей. Решение о снятии с регистрации и закрытии молитв, дома производится толь­ко по решению Совета по делам религий  при  Совете Министров СССР. 3. с. о к., охраняя интересы гос-ва и права граждан нашей стра­ны, гарантируя свободу совести, предусматривает и ответственность за несоблюдение  установленных законодательством норм в адм. и уголовном порядке. Контроль за соблюдением     законодательства осуществляют места, и республикан. органы гос. власти, а также Совет по делам религий при Сове­те Министров СССР.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТ­СКОЕ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ - нормы сов. права, к-рые определя­ют понятие и содержание свободы совести и ее гарантии, обеспечива­ют право граждан исповедовать любую религию и отправлять ре­лиг. культы, свободу атеистич. убеждений и пропаганды, регули­руют обществ, отношения, возни­кающие в связи с осуществлением свободы совести. Основа 3. с. о с. с. - конституц. нормы. Осн. прин­ципы и положения 3. с. о с. с. бы­ли сформулированы в декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 „Об отделении церкви от государ­ства и школы от церкви .

ЗАКОНЫ МАНУ (санскр. Манавад-хармашастра) - др.-инд. сборник наставлений, определяющих пове­дение человека в частной и об­ществ, жизни, памятник обществ.-политич. и правовой мысли др.-инд. рабовлад. об-ва. В нем отра­жены догматика и идеология брах­манизма. 3. М. приписываются мифич. полубожеств, предку лю­дей Ману. 3. М. написаны на сан­скрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В 3. М. содер­жатся древнейшие представления о происхождении Вселенной, человеч, об-ва, сословий - варн, а так­же правила обыденной жизни, культовые предписания, наставле­ния о гос. управлении, о судопро­изводстве, семейных отношениях, обязанностях членов варн, пред­писания о покаянии и ритуальном очищении и др. Существующий строй неравенства и угнетения объ­является в 3. М. установленным богами, вечным и неизменным.

ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗ­ВИТИЯ - см. Исторический мате­риализм.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ - объектив­но существующие, общие, устойчи­вые связи вещей, явлений приро­ды, к-рые существенно влияют на изменения вещей, явлений. В жи­вой и в неживой природе действу­ют многообразные законы, разли­чающиеся по сфере действия, сте­пени общности. Существуют зако­ны, охватывающие сравнительно узкий круг вещей или явлений (напр., взаимосвязи давления и объема газа при постоянной темпе­ратуре, плавания тел, численности популяций определенного вида ор­ганизмов), законы, действие к-рых обнаруживается в обширных сфе­рах природы (механики, электро­магнетизма, естеств. отбора и др.), и, наконец, законы, действующие во всех областях природы (сохра­нения и превращения энергии, мас­сы, всемирного тяготения, переда­чи и преобразования информации). Открытие 3. п. и путей использо­вания их в человеч. деятельности стало важнейшей задачей естеств. наук с момента их появления. Ре­лигия усматривает в существова­нии 3. п. сверхъестеств. смысл. Подчиненность вещей, явлений дей­ствию законов, согласно богосл. утверждениям, говорит об испол­нении природой божеств, предна­чертаний, предустановленной бо­гом цели. Однако ход науч. позна­ния опровергает богосл. понима­ние источника и смысла 3. п. Если в период своего открытия 3. п. вы­ступает как нечто таинственное, то последующее изучение природы раскрывает те естеств. стороны ее, к-рые полностью обусловливают существование и характер этого закона. Содержание любого 3. п., как свидетельствует естествозна­ние, исчерпывается только естеств. моментами, связанными со струк­турой, взаимодействием и измене­нием вещей. И в наст. вр. имеются природные явления, к-рые еще не могут быть объяснены до конца. Но объяснение неясного сегодня будет достигнуто на новом этапе развития естествознания.

ЗАКЯТ (араб. - очищение) - обязат. „очистительная милостыня, один из „пяти столпов ислама , предусмотренный в Коране. В со­ответствии с шариатом 3. уплачи­вается взрослым мусульманином, имеющим определенный минимум имущества, и подлежит распреде­лению среди бедных, сирот и оди­ноких женщин. Его размер - 1⁄40 с доходов от ремесла и торговли, с домовладения; для земледель­цев и скотоводов процент сбора значительно повышается. В феод. мусульм. странах 3. был превра­щен в обязат. налог, к-рый шел в основном на нужды эксплуатат. гос-ва. С развитием во многих из этих стран капиталистич. отноше­ний налоговая система изменилась, а 3. стал уплачиваться служителям культа. В СССР нек-рая часть му­сульман вносит 3. в виде добро­вольных пожертвований в кассы мечетей.

ЗАПОВЕДИ, десятословие, дека­лог (от греч. deka - десять и lo­gos - слово, учение) - содержащи­еся в Пятикнижии нормы поведе­ния др. евреев, будто бы начертан­ные богом на 2 каменных плитах -„скрижалях завета , переданных им Моисею на горе Синай. Как история этой передачи, так и со­держание 3. излагаются в Пяти­книжии в разных вариантах (Исх. 20-23; Второзак. 12 и ел.). В 3., к-рые фигурируют в Исх. (34), преобладают культовые предписа­ния: не поклоняться чужеземным богам, разрушать их жертвенники, не делать себе „богов литых и т. д. Из норм личного поведения здесь содержится только запреще­ние смешанных браков. В 2 др. ва­риантах 3. помимо перечисленных культовых предписаний содержатся еще 6 нравств. норм поведе­ния: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность. Нравств. 3. отражают этические представле­ния, к-рые сложились в эпоху раз­ложения первобытнообщин. строя и начала формирования рабовлад. об-ва. Многие из них носят ярко выраженный клас. характер. Их смысл значительно уже тех словес­ных формул, в к-рые они облече­ны. Так, заповедь „не убивай , напр., распространяется лишь на соплеменников-израильтян, ибо иноплеменников бог не только по­зволяет, но и предписывает уби­вать. Своих тоже предписывается карать смертью за те или иные прегрешения. Следовательно, за­прещение убийства имеет некий конкр.-исторически обусловлен­ный смысл. Т. о., совершенно не­состоятельны попытки апологетов религии изображать 3. как сово­купность норм абсолют, нравствен­ности, пригодных для всех вре­мен и народов. Это подтверждает­ся всем содержанием Библии, персонажи к-рой систематически нарушают 3. В тексте Ветхого завета встречаются повеления, про­тиворечащие 3. Запрещению убий­ства, напр., противостоит норма „...душу за душу, глаз за глаз... (Исх. 21:23, 24). Для христианства существенно и то, что предписания ветхозаветн. 3. нередко отверга­ются Новым заветом.

ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - нор­мы обычного права, закрепленные традицией, осмысляемые как религ. (магич.) запрет, нарушение к-рого карается богами, духами или некой сверхъестеств. силой. Большая часть 3. р. (половые, пи­щевые, промысловые, производ­ственные и др.) имеют биологич. или соц. основу, внешне, как пра­вило, выступающую в мифологич. оболочке.

ЗАРАТУШТРА (иран., греч. - Зороастр) - пророк и реформатор др.-иран. религии, получившей на­звание зороастризм. Время жизни 3. предположительно относится к перв. пол. 6 в. до н. э. Наукой установлено, что 3. - реальное историч. лицо, к-рому принадле­жит составление „Гат , древней­шей части „Авесты - св. книги зороастризма. Полагают, что 3. проповедовал свое учение в Вост. Иране и Ср. Азии. Проповедь его была направлена против власти родоплем. вождей, старого жрече­ства, культа старых богов. Вост. легенды рассказывают, что 3. жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он удалился на высокую гору, где бог Ормузд от­крыл ему новое учение; под влия­нием совершенных 3. чудес Виштаспу первый принял его учение. Более поздние отделы „Авесты представляют 3. в виде мифич. борца с демонами, действующего против них не только словом и чудесами, но и оружием.

ЗЕВС - в др.-греч. мифологии - верховн. божество, отец богов и людей, глава олимп. семьи богов. Его имя означает „светлое небо . Сын Кроноса и Реи. Принадле­жит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов (см. Теогония). В ходе истории Др. Греции образ 3. пре­терпел эволюцию - от зооморфно­го божества, древнейшие символы почитания к-рого обнаружены на о. Крит, до общегреч. верховн. бо­га-вседержителя в эллинистич. эпо­ху. Низвергнув своего отца - Кро­носа и др. титанов в Тартар и утвер­дившись на горе Олимп, 3. посте­пенно преобразует мир, порождает богов, внося в этот мир закон, по­рядок, науки, искусства, нормы морали и пр. 3. Олимпийский - отец мн. героев (Геракла, Персея и др.), осуществляющий божеств, волю и благие замыслы. В то же время 3. - грозная карающ. сила. Он несколько раз уничтожает че-ловеч. род, пытаясь создать совер­шенного человека. Мифология 3. Олимпийского отражала процесс укрепления патриархальной вла­сти и клас. расслоения об-ва. В римск. мифологии 3. соответству­ет Юпитер.

ЗЕЙДИТЫ - шиитская секта, воз­никшая в 8 в. Ее основатель - Зейд ибн Али, внук шиитского мученика имама Хусейна. Зейд возглавил восстание в Куфе против Омеяд-ского халифата в 740 и был убит. У 3. отсутствует крайняя неприми­римость в отношении суннитов, они не опровергают законность первых 3 халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа). На вероучении 3. сказалось влияние филос. течения мутазилитов. 3. в отличие от орто­докс, суннизма и шиизма не при­знают предопределения и считают Коран не „предвечным , а создан­ным Аллахом. В 864 3. образова­ли теократич. гос-во в Сев.-Зап. Иране, а в 10 в. захватили власть в горном Йемене. В наст. вр. 3. имеются в ЙАР, НДРЙ, Саудов­ской Аравии, Иране (там их назы­вают ноктавитами).

ЗЕЛОТЫ (от греч. Zēlōtái - ревни­тели) - соц.-политич. и религ. те­чение, сложившееся в Др. Иудее во вт. пол. 1 в. до н. э. Выступа­ли против римск. владычества и местн. иуд. знати, шедшей на ком­промисс с Римом . Приняли актив­ное участие в иуд. войне 66-73, оказали влияние на бунтарские настроения в среде первонач. хри­стиан.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ - см. Аграрные культы.

ЗМЛЕР Иоганн-Соломон (1725-1791) - нем. историк-богослов, гла­ва рационалистич. школы в люте­ранстве. 3. доказывал историч. не­достоверность библ. сообщений, признавал за ними лишь назида­тельно-моральный смысл, отрицал богодухновенность Библии, рацио­налистически толковал библ. чуде­са. По 3., история христ. догмати­ки есть история ошибок, слабо­стей и суеверий. 3. выступал за право свободного истолкования догматов, независимость теологии от офиц. церкви. Взгляды 3. и его сторонников (В.Теллер, К. Бардт) вызвали осуждение протест, орто­доксов и пиетистов.

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Василье­вич (1881-1962) - рус. религ. фи­лософ. С 1915 - проф. Киевского ун-та. В 1919 эмигрировал за гра­ницу. В 1926 стал проф. богосл. ин-та в Париже и председателем Рус. студенческого христ. движе­ния. Искажая в своих работах исто­рию развития марксизма, фальси­фицируя историч. материализм, 3. одновременно извращал теорию и практику коммунистич. строитель­ства в СССР.

„ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕ­ВЕЖЕСТВА - произведение рус. атеистич. лит-ры кон. 18 в. Автор не установлен. Каждая из 7 глав ,,3. б. опровергает один из церк. догматов: о всесовершенстве, всемудрости, всемогуществе бога, о боге как творце мира; доказы­вается, что „мир не зависит от бо­га , что „бог не есть присущ суще­ствованию . В результате крити­ки теологич. доказательств бытия бога автор приходит к выводу, что бога нет. Содержание „3. б. свидетельствует о знакомстве ав­тора с „Системой природы Голь­баха.

ЗИЗАНИЙ Лаврентий (ум. ок. 1633) - белорус, богослов и про­светитель. В 1626 3. по заданию моск. патриарха Филарета сочинил „Катихизис , где склонялся к лю­теранству и, кроме того, сделал попытку согласовать христ. веро­учение с естеств. объяснением при­роды, основанным на опыте и на­блюдении. Это соч. 3. моск. бого­словами (т. н. „Книжной палатой ) было признано еретическим и отвергнуто.

ЗИЗАНИЙ Стефан (ок. 1570 - ок. 1621) - белорус, священник и пи­сатель. В своих проповедях и полемич. соч. („Катихизис , „Казанье св. Кирилла об антихристе ) осуж­дал политику насильственного ока­толичивания белорусов, резко кри­тиковал папство и иезуитов, объ­явив их слугами антихриста, клей­мил произвол и корыстолюбие светских и духовных феодалов. 3. был отлучен от церкви и объявлен вне закона.

ЗИКР - радение у суфиев (см. Су­физм), цель к-рого добиться „сли­яния с богом . Бесконечно выкри­кивая молитвы, кружась, распевая песнопения и приплясывая под музыку, суфии доводили себя до религиозного экстаза, впадая в со­стояние невменяемости, и считали это слиянием с богом.

ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) - нем. философ-идеалист, социолог, представитель „философии жиз­ни . Познание мира следует искать не во внешних фактах, а в религии и психологии, считал 3. Лишь с помощью религ. интуиции мож­но охватить целостность мира. Все связи человека с миром имеют ре­лиг. окраску, поскольку порожда­ют определенное „настроение ду­ши, к-рое становится религией, как только оно проецируется в особенных образах . Позиция 3. ведет к субьективно-индивидуалистич. интерпретации истории, его взгляды носят бурж.-апологетич. характер.

ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ (16 в.) - рус. церк. писатель-монах, ученик Максима Грека. 3. О. - автор соч., в к-рых велась полемика с материалистич. философией, осуждалась ересь Феодосия Косого, отстаива­лась догматика православия, обо­сновывались крепостничество и монастыр. землевладение.

„ЗНАНИЕ Всесоюзное общест­во - добровольная обществ, орг-ция в СССР, созданная в 1947 для распространения политич. и науч. знаний. Руководящий орган - Правление, избираемое на всесо­юзных съездах сроком на 4 года. Всесоюзное об-во объединяет 15 об-в „3. союзных республик. Пер­вичные орг-ции об-ва „3. имеют­ся на предприятиях, в учреждени­ях, уч. заведениях. Об-во органи­зует по всем отраслям знания публичные лекции, доклады, кон­ференции, семинары, консульта­ции. Значит, место в работе об-ва занимает науч.-атеистич. пропаган­да. Об-во имеет лектории, планета­рии, дома науч.-технич. пропаган­ды, дома науч. атеизма. „3. ведет большую издательскую работу, имеет свое издательство („Зна­ние ), выпускает несколько жур­налов, в т. ч. „Наука и жизнь , „Знание - сила , „Наука и рели­гия . В 1972 за заслуги в распространении науч. и политич. знаний Всесоюзное об-во „3. награждено орденом Ленина.

ЗНАХАРСТВО - магич. врачева­ние. 3. как первобытн. форма ре­лигии представляет собой комп­лекс след. элементов: выделение в общине особых людей, владеющих приемами народной медицины; смешение этих приемов со сред­ствами лечебной магии и заго­ворами; представление о причине внутр. болезней как об инородном предмете, попавшем в тело челове­ка (отсюда широко распространен­ная практика шаманов „высасы­вать болезнь из тела). 3. широко используется разного рода шарла­танами, спекулирующими на суе­вериях людей.

ЗНХАРИ — т. е. знающие люди. В России вплоть до кон. 18 в. 3. выполняли функцию лекарей. По народным представлениям, 3. ле­чили людей „с божьей помощью , не прибегая к „нечистой силе . Впрочем, считалось, что в отд. слу­чаях 3. могли „насылать болезни. 3. делились на зелейников (или зелейщиков), т. е. знатоков силы трав и кореньев, и обаянников, т. е. заклинателей, к-рые могли якобы заговаривать змей, хищных животных, оружие. Используя нек-рые приемы народной медицины, 3. сплошь и рядом прибегали к су­еверным действиям, не облегчая, а усугубляя положение больных.

ЗООЛАТРИЯ - см. Анимализм.

ЗООМОРФИЗМ - наделение чер­тами животных образов реаль­ных или воображаемых объектов. В истории религии 3. предшеству­ет, как правило, антропоморфиз­му. Зооморфными чертами наде­лялись образы духов, а затем бо­гов. Напр., в Др. Египте бог Гор изображался в виде сокола, боги­ня Сохмет - с головой львицы и т. п. 3. анимистич. и теистич. обра­зов связан обычно с пережитками тотемизма. 3. в сфере религии оз­начает одновременно зоолатрию.

ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм - рели­гия, возникшая на территории Др. Ирана (Персии - отсюда парсизм) в 7-6 вв. до н. э., представляет со­бой маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-иран. Зардушт), исто­ричность к-рого в науке в наст. вр. не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат - са­мой др. части св. книги 3. и мазде­изма - Авесты, или Зенд-Авесты (букв. - текст с комментариями). Осн. идея 3. - зависимость миро­порядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Оли­цетворением положит, начала Все­ленной является Ахурамазда, от-риц. - Анхра-Майнью. Оба они сы­новья „Бесконечного времени - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высш. сил, а личность,  обладающая  свободой выбора, способная своей активно­стью повлиять на торжество мир. справедливости. В Гатах просле­живается  противостояние  кочев­нического и земледельч. образов жизни, первый осуждается и рас­сматривается как проявление мир. зла, второй поощряется как про­явление добра, что отражает мно­говековые войны др.-иран. земле­дельцев с окружавшими их коче­выми племенами. Эсхатология 3. утверждает, что мир. история длит­ся 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет -„золотой век Ахурамазды, вслед за к-рым начались 3 тыс. лет гос­подства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. 3. обещает посмертное блаженство сторонникам Ахура­мазды,  осуждение  на страшном суде и всяческие муки его против­никам. Для обрядовой практики 3. характерно почитание 4 элемен­тов Вселенной - воды, огня, зем­ли, воздуха. Специфичен сохранив­шийся до наших дней погребаль­ный обряд: трупы размещаются на   нескольких   ярусах   „башни молчания - дакмы, где их поеда­ют птицы; очищенные от мяса ко­сти ссыпаются в глубокий коло­дец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из „чистых стихий „нечистый труп не приходит в соприкосновение. В храмах 3. горит вечный огонь. Идейн.   концепции   3.  повлияли в свое время на формирование манихейства, митраизма, иудаизма, христ. ересей павликиан (см. Павликианство) и катаров. В наст, вр. 3. существует в форме парсиз­ма, в к-ром при сохранении преж­них дуалистич. идей развились представления о едином всемогу­щем боге.

ЗОСИМА БРАДАТЫЙ - рус. гос. и церк. деятель 15 в., ставлен­ник великого князя Ивана III.В 1490-1494 митрополит Москов­ский. За свою близость к вид­ным представителям новг.-моск. ереси сам был заподозрен в ере­си. В 1495 лишен сана и сослан в Троице-Сергиев монастырь. 3. приписываются слова: „А чтото царство небесное, а что то второе пришествие, а что то вос­кресение мертвых, ничего того несть: умер кто ин то умер, по та места и был .

ЗОСИМА Соловецкий (ум. 1478) –о дин из основателей Соловецкого монастыря. В 1436 поселился на Соловецком о-ве, где с помощью прибывших сюда монахов возвел храм и монастырск. помещения. Канонизирован Рус. правосл. цер­ковью.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Словарь Атеиста:

ЖЕН - ЖУР

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ - пробле­ма, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, рас­крывающем сущность религ. пред­ставлений о Ж. Согласно им, Ж. - существо неполноценное, создан­ное богом для подчинения му...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Учредительный съезд Московского движения атеистов

News image

[Несколько фамилий в заметке перевраны. Н.А.] 18 мая в Москве, в Сахаровском центре состоялся учредительный съезд Московского движения ат...