ЗАВ - ЗОС
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЗАВИЙА - см. Текке.
ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ - см. Нестяжательство.
ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ - словесная формула, имеющая, по суеверным представлениям, чудодейств. свойство влиять наестеств. ход событий. 3. являлся неотъемлемой частью др. религий, магич. культа. 3. рассматривался как способ предотвращения или насыла-ния несчастья, исцеления от болезни, обеспечения удачи и т. д. В совр. религиях сохранился в виде проклятий, молитв, хотя формально совр. церковь не признает 3.
„ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ (речь на IIIВсероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г.) - речь В.И.Ленина. Впервые опубликована в газете „Правда 5, 6, 7 окт. 1920. В речи раскрыты осн. пути формирования коммунистич. сознания, преодоления пережитков прошлого в сознании людей, в частности и религ. пережитков. Важнейшей задачей всего дела воспитания и образования молодежи В. И. Ленин считал воспитание морали коммунистической. Он разоблачал клевету бурж. идеологов на коммунистов, якобы отрицающих всякую мораль. В. И. Ленин показал, что коммунисты, утверждая коммунистическую мораль, нравственность, отрицают нравственность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалиетич. фраз. Характеризуя сущность коммунистич. морали, В. И. Ленин одновременно разоблачал антиобществ, суть морали религиозной, вскрывая ее клас. содержание и реакц. роль.
ЗАКЛИНАНИЕ - то же, что Заговор.
„ЗАКОН - см. Пятикнижие Моисеево.
ЗАКОН БОЖИЙ - обязат. предмет в начальных и средних уч. заведениях царской России, преподавался священнослужителями. Целью преподавания 3. б. было воспитание учащихся в духе православия. Учащихся знакомили со структурой и содержанием Библии, с осн. молитвами, заповедями и т. д. После Октябрьской революции преподавание 3. б. в СССР в общеобразовательных уч. заведениях было отменено.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЕ О КУЛЬТАХ - совокупность общесоюз. и республикан. законодательных актов, определяющих положение орг-ций религ. в СССР, взаимоотношения между гос-вом и церковью. Важнейшим законом Сов. гос-ва, определяющим положение церкви в нашей стране, был декрет „ Об отделении церкви от государства и школы от церкви . Принципы декрета стали основой всего последующего 3. с. о к. Они получили отражение в постановлении ВЦИК и СНКРСФСР от 8 апреля 1929 „О религиозных объединениях с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума Верх. Совета РСФСР от 23 июня 1975, в аналогичных нормативных актах др. союзных республик, касающихся религ. культов. 3. с. о к., отражая политику Сов. гос-ва по отношению к религии и церкви, обеспечивает свободу совести, интересы трудящихся, верующих и неверующих, в т. ч. и право верующих на объединение для совместного удовлетворения своих вероисповед. потребностей. Религ. объединения верующих граждан регистрируются в виде об-в религ. (при наличии 20 верующих, достигших 18 лет) или групп (если число верующих менее 20) верующих. Религ. об-ва (группы) могут приступить к своей деятельности лишь после их регистрации. Решение о регистрации принимается Советом по делам религий при Совете Министров СССР по представлениям исполкомов областных, краевых Советов народных депутатов и Советов Министров автоном. и союз, республик, не имеющих областного деления. Для удовлетворения религ. потребностей верующие, составившие религ. об-во, могут получить в бесплатное пользование молитв, здание и культовое имущество. Религ. об-ва имеют также право приобретения церк. утвари, предметов религ. культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном порядке. Для непосредств. выполнения функций, связанных с управлением и использованием культового имущества, а также в целях внешнего представительства религ. объединения из среды своих членов на общем собрании открытым голосованием избирают исполнит, органы - в религ. об-вах в количестве 3 человек, а в группе верующих - одного. Регистрирующим органам предоставляется право отвода отд. лиц из состава членов исполнит, органа об-ва. Верующие, составившие религ. об-во, могут совершать религ. обряды; проводить молитв, и др. собрания, связанные с отправлением культа; нанимать или избирать служителей и др. лиц, обслуживающих потребности культа; собирать добровольные пожертвования верующих в молитв, помещении на цели, связанные с содержанием служителей культа, молитв, здания и др. культового имущества. Религ. об-вом может быть избрана ревизионная комиссия в составе не более 3 человек. Все молитв, здания, а также культовое имущество, переданное в бесплатное пользование по договору религ. объединению, являются собственностью гос-ва. Религ. об-во, принявшее в пользование молитв, здание, культовое имущество, обязано: хранить и беречь переданное ему гос. имущество; пользоваться им исключительно для удовлетворения религ. потребностей; возместить гос-ву ущерб в случае его порчи или недостачи; выполнять указания гос. органов охраны памятников по всем вопросам учета, охраны, реставрации и содержания культурн. ценностей и т. д. Религ. объединения не могут заниматься др. деятельностью, кроме той, к-рая направлена на удовлетворение религ. потребностей верующих. В части., воспрещается: устанавливать для верующих обязат. взносы или производить принудительное обложение их в пользу религ. объединения и служителей культа; создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производств, объединения; оказывать материальную поддержку верующим и др. гражданам; организовывать специальные детские, юношеские, женские молитв, собрания, а также общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собрания, группы, кружки, отделы, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь. В СССР все граждане, независимо от того, верующие они или неверующие, обладают всей полнотой соц.-экономич., политич. и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и сов. законами, в т. ч. правом на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Служители культа, религ. проповедники и наставники осуществляют свою деятельность в пределах местожительства верующих, являющихся членами данных религ. объединений, и местонахождения соответствующего молитв, помещения. Занимаясь своей канонич. деятельностью (богослужения, отправления обрядов, проповеди и т. п.), они не вправе: вмешиваться в финансово-хоз. жизнь религ. объединений; использовать молитв, собрания верующих для политич. выступлений, противоречащих интересам сов. об-ва; вести к.-л. пропаганду, направленную на отрыв верующих от активного участия в гос., культурн. и обществ.-политич. жизни страны; устраивать без разрешения места, органов власти религ. шествия, совершать религ. обряды и церемонии под открытым небом, а также в домах и квартирах верующих, за исключением похорон на кладбищах и тех случаев, когда обряды в домах и квартирах выполняются по просьбе умирающих или тяжелобольных. Закрытие молитв, зданий в связи с самоликвидацией религ. об-ва осуществляется по заявлению самих учредителей. Решение о снятии с регистрации и закрытии молитв, дома производится только по решению Совета по делам религий при Совете Министров СССР. 3. с. о к., охраняя интересы гос-ва и права граждан нашей страны, гарантируя свободу совести, предусматривает и ответственность за несоблюдение установленных законодательством норм в адм. и уголовном порядке. Контроль за соблюдением законодательства осуществляют места, и республикан. органы гос. власти, а также Совет по делам религий при Совете Министров СССР.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЕ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ - нормы сов. права, к-рые определяют понятие и содержание свободы совести и ее гарантии, обеспечивают право граждан исповедовать любую религию и отправлять религ. культы, свободу атеистич. убеждений и пропаганды, регулируют обществ, отношения, возникающие в связи с осуществлением свободы совести. Основа 3. с. о с. с. - конституц. нормы. Осн. принципы и положения 3. с. о с. с. были сформулированы в декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 „Об отделении церкви от государства и школы от церкви .
ЗАКОНЫ МАНУ (санскр. Манавад-хармашастра) - др.-инд. сборник наставлений, определяющих поведение человека в частной и обществ, жизни, памятник обществ.-политич. и правовой мысли др.-инд. рабовлад. об-ва. В нем отражены догматика и идеология брахманизма. 3. М. приписываются мифич. полубожеств, предку людей Ману. 3. М. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В 3. М. содержатся древнейшие представления о происхождении Вселенной, человеч, об-ва, сословий - варн, а также правила обыденной жизни, культовые предписания, наставления о гос. управлении, о судопроизводстве, семейных отношениях, обязанностях членов варн, предписания о покаянии и ритуальном очищении и др. Существующий строй неравенства и угнетения объявляется в 3. М. установленным богами, вечным и неизменным.
ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - см. Исторический материализм.
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ - объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей, явлений природы, к-рые существенно влияют на изменения вещей, явлений. В живой и в неживой природе действуют многообразные законы, различающиеся по сфере действия, степени общности. Существуют законы, охватывающие сравнительно узкий круг вещей или явлений (напр., взаимосвязи давления и объема газа при постоянной температуре, плавания тел, численности популяций определенного вида организмов), законы, действие к-рых обнаруживается в обширных сферах природы (механики, электромагнетизма, естеств. отбора и др.), и, наконец, законы, действующие во всех областях природы (сохранения и превращения энергии, массы, всемирного тяготения, передачи и преобразования информации). Открытие 3. п. и путей использования их в человеч. деятельности стало важнейшей задачей естеств. наук с момента их появления. Религия усматривает в существовании 3. п. сверхъестеств. смысл. Подчиненность вещей, явлений действию законов, согласно богосл. утверждениям, говорит об исполнении природой божеств, предначертаний, предустановленной богом цели. Однако ход науч. познания опровергает богосл. понимание источника и смысла 3. п. Если в период своего открытия 3. п. выступает как нечто таинственное, то последующее изучение природы раскрывает те естеств. стороны ее, к-рые полностью обусловливают существование и характер этого закона. Содержание любого 3. п., как свидетельствует естествознание, исчерпывается только естеств. моментами, связанными со структурой, взаимодействием и изменением вещей. И в наст. вр. имеются природные явления, к-рые еще не могут быть объяснены до конца. Но объяснение неясного сегодня будет достигнуто на новом этапе развития естествознания.
ЗАКЯТ (араб. - очищение) - обязат. „очистительная милостыня, один из „пяти столпов ислама , предусмотренный в Коране. В соответствии с шариатом 3. уплачивается взрослым мусульманином, имеющим определенный минимум имущества, и подлежит распределению среди бедных, сирот и одиноких женщин. Его размер - 1⁄40 с доходов от ремесла и торговли, с домовладения; для земледельцев и скотоводов процент сбора значительно повышается. В феод. мусульм. странах 3. был превращен в обязат. налог, к-рый шел в основном на нужды эксплуатат. гос-ва. С развитием во многих из этих стран капиталистич. отношений налоговая система изменилась, а 3. стал уплачиваться служителям культа. В СССР нек-рая часть мусульман вносит 3. в виде добровольных пожертвований в кассы мечетей.
ЗАПОВЕДИ, десятословие, декалог (от греч. deka - десять и logos - слово, учение) - содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения др. евреев, будто бы начертанные богом на 2 каменных плитах -„скрижалях завета , переданных им Моисею на горе Синай. Как история этой передачи, так и содержание 3. излагаются в Пятикнижии в разных вариантах (Исх. 20-23; Второзак. 12 и ел.). В 3., к-рые фигурируют в Исх. (34), преобладают культовые предписания: не поклоняться чужеземным богам, разрушать их жертвенники, не делать себе „богов литых и т. д. Из норм личного поведения здесь содержится только запрещение смешанных браков. В 2 др. вариантах 3. помимо перечисленных культовых предписаний содержатся еще 6 нравств. норм поведения: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность. Нравств. 3. отражают этические представления, к-рые сложились в эпоху разложения первобытнообщин. строя и начала формирования рабовлад. об-ва. Многие из них носят ярко выраженный клас. характер. Их смысл значительно уже тех словесных формул, в к-рые они облечены. Так, заповедь „не убивай , напр., распространяется лишь на соплеменников-израильтян, ибо иноплеменников бог не только позволяет, но и предписывает убивать. Своих тоже предписывается карать смертью за те или иные прегрешения. Следовательно, запрещение убийства имеет некий конкр.-исторически обусловленный смысл. Т. о., совершенно несостоятельны попытки апологетов религии изображать 3. как совокупность норм абсолют, нравственности, пригодных для всех времен и народов. Это подтверждается всем содержанием Библии, персонажи к-рой систематически нарушают 3. В тексте Ветхого завета встречаются повеления, противоречащие 3. Запрещению убийства, напр., противостоит норма „...душу за душу, глаз за глаз... (Исх. 21:23, 24). Для христианства существенно и то, что предписания ветхозаветн. 3. нередко отвергаются Новым заветом.
ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - нормы обычного права, закрепленные традицией, осмысляемые как религ. (магич.) запрет, нарушение к-рого карается богами, духами или некой сверхъестеств. силой. Большая часть 3. р. (половые, пищевые, промысловые, производственные и др.) имеют биологич. или соц. основу, внешне, как правило, выступающую в мифологич. оболочке.
ЗАРАТУШТРА (иран., греч. - Зороастр) - пророк и реформатор др.-иран. религии, получившей название зороастризм. Время жизни 3. предположительно относится к перв. пол. 6 в. до н. э. Наукой установлено, что 3. - реальное историч. лицо, к-рому принадлежит составление „Гат , древнейшей части „Авесты - св. книги зороастризма. Полагают, что 3. проповедовал свое учение в Вост. Иране и Ср. Азии. Проповедь его была направлена против власти родоплем. вождей, старого жречества, культа старых богов. Вост. легенды рассказывают, что 3. жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он удалился на высокую гору, где бог Ормузд открыл ему новое учение; под влиянием совершенных 3. чудес Виштаспу первый принял его учение. Более поздние отделы „Авесты представляют 3. в виде мифич. борца с демонами, действующего против них не только словом и чудесами, но и оружием.
ЗЕВС - в др.-греч. мифологии - верховн. божество, отец богов и людей, глава олимп. семьи богов. Его имя означает „светлое небо . Сын Кроноса и Реи. Принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов (см. Теогония). В ходе истории Др. Греции образ 3. претерпел эволюцию - от зооморфного божества, древнейшие символы почитания к-рого обнаружены на о. Крит, до общегреч. верховн. бога-вседержителя в эллинистич. эпоху. Низвергнув своего отца - Кроноса и др. титанов в Тартар и утвердившись на горе Олимп, 3. постепенно преобразует мир, порождает богов, внося в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. 3. Олимпийский - отец мн. героев (Геракла, Персея и др.), осуществляющий божеств, волю и благие замыслы. В то же время 3. - грозная карающ. сила. Он несколько раз уничтожает че-ловеч. род, пытаясь создать совершенного человека. Мифология 3. Олимпийского отражала процесс укрепления патриархальной власти и клас. расслоения об-ва. В римск. мифологии 3. соответствует Юпитер.
ЗЕЙДИТЫ - шиитская секта, возникшая в 8 в. Ее основатель - Зейд ибн Али, внук шиитского мученика имама Хусейна. Зейд возглавил восстание в Куфе против Омеяд-ского халифата в 740 и был убит. У 3. отсутствует крайняя непримиримость в отношении суннитов, они не опровергают законность первых 3 халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа). На вероучении 3. сказалось влияние филос. течения мутазилитов. 3. в отличие от ортодокс, суннизма и шиизма не признают предопределения и считают Коран не „предвечным , а созданным Аллахом. В 864 3. образовали теократич. гос-во в Сев.-Зап. Иране, а в 10 в. захватили власть в горном Йемене. В наст. вр. 3. имеются в ЙАР, НДРЙ, Саудовской Аравии, Иране (там их называют ноктавитами).
ЗЕЛОТЫ (от греч. Zēlōtái - ревнители) - соц.-политич. и религ. течение, сложившееся в Др. Иудее во вт. пол. 1 в. до н. э. Выступали против римск. владычества и местн. иуд. знати, шедшей на компромисс с Римом . Приняли активное участие в иуд. войне 66-73, оказали влияние на бунтарские настроения в среде первонач. христиан.
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ - см. Аграрные культы.
ЗМЛЕР Иоганн-Соломон (1725-1791) - нем. историк-богослов, глава рационалистич. школы в лютеранстве. 3. доказывал историч. недостоверность библ. сообщений, признавал за ними лишь назидательно-моральный смысл, отрицал богодухновенность Библии, рационалистически толковал библ. чудеса. По 3., история христ. догматики есть история ошибок, слабостей и суеверий. 3. выступал за право свободного истолкования догматов, независимость теологии от офиц. церкви. Взгляды 3. и его сторонников (В.Теллер, К. Бардт) вызвали осуждение протест, ортодоксов и пиетистов.
ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - рус. религ. философ. С 1915 - проф. Киевского ун-та. В 1919 эмигрировал за границу. В 1926 стал проф. богосл. ин-та в Париже и председателем Рус. студенческого христ. движения. Искажая в своих работах историю развития марксизма, фальсифицируя историч. материализм, 3. одновременно извращал теорию и практику коммунистич. строительства в СССР.
„ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА - произведение рус. атеистич. лит-ры кон. 18 в. Автор не установлен. Каждая из 7 глав ,,3. б. опровергает один из церк. догматов: о всесовершенстве, всемудрости, всемогуществе бога, о боге как творце мира; доказывается, что „мир не зависит от бога , что „бог не есть присущ существованию . В результате критики теологич. доказательств бытия бога автор приходит к выводу, что бога нет. Содержание „3. б. свидетельствует о знакомстве автора с „Системой природы Гольбаха.
ЗИЗАНИЙ Лаврентий (ум. ок. 1633) - белорус, богослов и просветитель. В 1626 3. по заданию моск. патриарха Филарета сочинил „Катихизис , где склонялся к лютеранству и, кроме того, сделал попытку согласовать христ. вероучение с естеств. объяснением природы, основанным на опыте и наблюдении. Это соч. 3. моск. богословами (т. н. „Книжной палатой ) было признано еретическим и отвергнуто.
ЗИЗАНИЙ Стефан (ок. 1570 - ок. 1621) - белорус, священник и писатель. В своих проповедях и полемич. соч. („Катихизис , „Казанье св. Кирилла об антихристе ) осуждал политику насильственного окатоличивания белорусов, резко критиковал папство и иезуитов, объявив их слугами антихриста, клеймил произвол и корыстолюбие светских и духовных феодалов. 3. был отлучен от церкви и объявлен вне закона.
ЗИКР - радение у суфиев (см. Суфизм), цель к-рого добиться „слияния с богом . Бесконечно выкрикивая молитвы, кружась, распевая песнопения и приплясывая под музыку, суфии доводили себя до религиозного экстаза, впадая в состояние невменяемости, и считали это слиянием с богом.
ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) - нем. философ-идеалист, социолог, представитель „философии жизни . Познание мира следует искать не во внешних фактах, а в религии и психологии, считал 3. Лишь с помощью религ. интуиции можно охватить целостность мира. Все связи человека с миром имеют религ. окраску, поскольку порождают определенное „настроение души, к-рое становится религией, как только оно проецируется в особенных образах . Позиция 3. ведет к субьективно-индивидуалистич. интерпретации истории, его взгляды носят бурж.-апологетич. характер.
ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ (16 в.) - рус. церк. писатель-монах, ученик Максима Грека. 3. О. - автор соч., в к-рых велась полемика с материалистич. философией, осуждалась ересь Феодосия Косого, отстаивалась догматика православия, обосновывались крепостничество и монастыр. землевладение.
„ЗНАНИЕ Всесоюзное общество - добровольная обществ, орг-ция в СССР, созданная в 1947 для распространения политич. и науч. знаний. Руководящий орган - Правление, избираемое на всесоюзных съездах сроком на 4 года. Всесоюзное об-во объединяет 15 об-в „3. союзных республик. Первичные орг-ции об-ва „3. имеются на предприятиях, в учреждениях, уч. заведениях. Об-во организует по всем отраслям знания публичные лекции, доклады, конференции, семинары, консультации. Значит, место в работе об-ва занимает науч.-атеистич. пропаганда. Об-во имеет лектории, планетарии, дома науч.-технич. пропаганды, дома науч. атеизма. „3. ведет большую издательскую работу, имеет свое издательство („Знание ), выпускает несколько журналов, в т. ч. „Наука и жизнь , „Знание - сила , „Наука и религия . В 1972 за заслуги в распространении науч. и политич. знаний Всесоюзное об-во „3. награждено орденом Ленина.
ЗНАХАРСТВО - магич. врачевание. 3. как первобытн. форма религии представляет собой комплекс след. элементов: выделение в общине особых людей, владеющих приемами народной медицины; смешение этих приемов со средствами лечебной магии и заговорами; представление о причине внутр. болезней как об инородном предмете, попавшем в тело человека (отсюда широко распространенная практика шаманов „высасывать болезнь из тела). 3. широко используется разного рода шарлатанами, спекулирующими на суевериях людей.
ЗНХАРИ — т. е. знающие люди. В России вплоть до кон. 18 в. 3. выполняли функцию лекарей. По народным представлениям, 3. лечили людей „с божьей помощью , не прибегая к „нечистой силе . Впрочем, считалось, что в отд. случаях 3. могли „насылать болезни. 3. делились на зелейников (или зелейщиков), т. е. знатоков силы трав и кореньев, и обаянников, т. е. заклинателей, к-рые могли якобы заговаривать змей, хищных животных, оружие. Используя нек-рые приемы народной медицины, 3. сплошь и рядом прибегали к суеверным действиям, не облегчая, а усугубляя положение больных.
ЗООЛАТРИЯ - см. Анимализм.
ЗООМОРФИЗМ - наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов. В истории религии 3. предшествует, как правило, антропоморфизму. Зооморфными чертами наделялись образы духов, а затем богов. Напр., в Др. Египте бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сохмет - с головой львицы и т. п. 3. анимистич. и теистич. образов связан обычно с пережитками тотемизма. 3. в сфере религии означает одновременно зоолатрию.
ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм - религия, возникшая на территории Др. Ирана (Персии - отсюда парсизм) в 7-6 вв. до н. э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-иран. Зардушт), историчность к-рого в науке в наст. вр. не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат - самой др. части св. книги 3. и маздеизма - Авесты, или Зенд-Авесты (букв. - текст с комментариями). Осн. идея 3. - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положит, начала Вселенной является Ахурамазда, от-риц. - Анхра-Майнью. Оба они сыновья „Бесконечного времени - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высш. сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мир. справедливости. В Гатах прослеживается противостояние кочевнического и земледельч. образов жизни, первый осуждается и рассматривается как проявление мир. зла, второй поощряется как проявление добра, что отражает многовековые войны др.-иран. земледельцев с окружавшими их кочевыми племенами. Эсхатология 3. утверждает, что мир. история длится 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет -„золотой век Ахурамазды, вслед за к-рым начались 3 тыс. лет господства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. 3. обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики 3. характерно почитание 4 элементов Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах „башни молчания - дакмы, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из „чистых стихий „нечистый труп не приходит в соприкосновение. В храмах 3. горит вечный огонь. Идейн. концепции 3. повлияли в свое время на формирование манихейства, митраизма, иудаизма, христ. ересей павликиан (см. Павликианство) и катаров. В наст, вр. 3. существует в форме парсизма, в к-ром при сохранении прежних дуалистич. идей развились представления о едином всемогущем боге.
ЗОСИМА БРАДАТЫЙ - рус. гос. и церк. деятель 15 в., ставленник великого князя Ивана III.В 1490-1494 митрополит Московский. За свою близость к видным представителям новг.-моск. ереси сам был заподозрен в ереси. В 1495 лишен сана и сослан в Троице-Сергиев монастырь. 3. приписываются слова: „А чтото царство небесное, а что то второе пришествие, а что то воскресение мертвых, ничего того несть: умер кто ин то умер, по та места и был .
ЗОСИМА Соловецкий (ум. 1478) –о дин из основателей Соловецкого монастыря. В 1436 поселился на Соловецком о-ве, где с помощью прибывших сюда монахов возвел храм и монастырск. помещения. Канонизирован Рус. правосл. церковью.
Читайте: |
---|