Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ИНД - ИСП

Понятия и определения - Атеистический словарь

ИНДИФФЕРЕНТИЗМ РЕЛИГИОЗ­НЫЙ - одна из форм свободомыс­лия в отношении религии. Термин ,,И. р. употребляется в сходных, но разных значениях, И. р. часто предполагает безразличие к рели­гии в смысле ее игнорирования при решении практич. или миро-воззренч. проблем и не исключает принятия позитивных нерелиг. ду­ховных ценностей. В досоциалистич. об-вах И. р. создавал предпо­сылки для критич. осмысления и анализа религии. И. р. может ха­рактеризовать безразличие инди­вида к отд. положениям религии при сохранении религ. мировоззре­ния, но может указывать и на без-религ. содержание тех или иных произведений искусства и лит-ры в период „духовной диктатуры церкви . В этом случае свободные от религ. конформизма произведе­ния выражали протест против ре­лигии и прокладывали путь к вы­теснению религ. сознания реали­стическим подходом к миру и человеку. В 18 в. франц. материа­листы сознательно ставят вопрос о необходимости игнорировать ре­лигию при решении соц., науч., нравств. проблем. Здесь за тези­сом „выработать полное равноду­шие по отношению к религии сто­ит активная атеистич. позиция. В 19-20 вв. борьба за безрелиг. культуру выступает как важный элемент бурж. свободомыслия. Лучшие образцы безрелиг. творе­ний духовной культуры социалистич. об-ва, созданных на основе принципов социалистич. реализма, укрепляют позиции атеизма в на­шей стране. И. р. в условиях соци­ализма на уровне обыденного со­знания есть в лучшем случае сти-хийно-материалистич. сознание, для превращения к-рого в комму-нистич. убежденность необходимо воспитать критич. отношение к ре­лигии. Т. о., к понятию И. р. сле­дует подходить конкр.-исторически.

ИНДРА - один из наиболее по­пулярных ведич. богов; первона­чально бог грозы, дождя и грома. Позже стал почитаться как покро­витель царской власти и верхов­ный бог.

ИНДУИЗМ - религия, распростра­ненная в совр. Индии. Вероучение И. сложилось в результате эволю­ции идей ведизма и брахманизма. Возн. в сер. 1 тыс. н. э. С 8 в., ког­да в Индии распространился ислам, „хинду , т. с. „индусами , стали называть тех, кто его не принял. И. сохранил много элементов пер-вобытн. верований: поклонение „священным животным, явлени­ям природы, культ предков и т. п. И. не имеет единой церк. орг-ции, его создание не приписывается к.-л. конкр. основателю. Допуска­ет существование сект и различ­ных толкований религ. положений. Представляя сложный комплекс религ. и филос. воззрений, а также свод предписаний, И. регламенти­рует все права и обязанности чело­века от его рождения до смерти. Обрядности отводится большое место. И. основан на концепции тримурти. Вселенная, все формы жизни созданы Брахмой. Однако культ Брахмы, номинального гла­вы троицы, практически отсутст­вует. Индусы поклоняются 2 др. богам - Вишну и Шиве, и в соот­ветствии с этим И. распадается на 2 осн. течения. В шиваизме суще­ствует наиболее крупная секта пингаятов, почитающих Шиву в виде линги, т. е. фаллоса. С шиваизмом же связано и др. учение о шакти, творческой силе богов, олицетво­ряемой в женском образе (Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.). С др. направлением - вишнуизмом - связано мессианист. учение о периодич. появлении Вишну на земле в различных воплощениях (аватарах). В пантеон И. включен и Будда как десятая аватара Вишну. Для всех направлений И. характерна вера в вечность и богодухновенность Вед и цикличность существо­вания Вселенной, где движение идет по нисходящей линии; вера в вечность и неуничтожимость ду­ши, совершающей странствие (сансара). В соответствии с законом воздаяния, возмездия (карма), ос­вящающим деление об-ва на касты и кастовую иерархию, в жизни человека существует 4 осн. цели: дхарма — исполнение религ., семей­ных и обществ, предписаний; артха (дело, польза) – приобретение и надлежащее использование мате­риальных ценностей; кама - удов­летворение чувств, стремлений, прежде всего чувств, любви: мокша - освобождение от цепи пере­рождений. В наст. вр. И. исповеду­ет 83% населения Индии, он рас­пространен также в Непале, Шри Ланке, Бангладеш, Гайане и др. странах, где проживают выходцы из Индии.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia - милость) - папская гра­мота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совер­шенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католич. церковью. И. обос­новывается богословами тем, что католич. церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совер­шенных Христом, девой Марией и святыми, к-рыми можно покрывать грехи людей.

„ИНИЦИАТИВНИКИ , „прокофьевцы , „отделенцы , „откольники , сторонники т. н. Совета церк­вей ЕХБ - наиболее экстремистск. и антиобществ, течение среди еванг. христиан-баптистов. Возн. в 1960 на почве раскола в Союзе ЕХБ. Организаторами группиров­ки ,,И. выступили ряд фанатично настроенных баптистов, к-рые при­влекались к ответственности за нарушение сов. законов. „И. обвинили руководителей ВСЕХБ в „преступной сделке с властя­ми и „гос. атеизмом . Не в силах понять объективные причины про­цесса секуляризации и угасания религии в социалистич. об-ве, „И. объявили „корнем зла сов. зако­нодательство о религ. культах, „безбожную политику Сов. гос-ва. Встав на путь экстремизма религ., открытого и сознат. наруше­ния сов. законодательства, „И. потребовали неограниченной сво­боды религ. пропаганды и мисси­онерской деятельности за предела­ми молитв, домов, в обществ, ме­стах, приступили к организации коллективного обучения детей ре­лигии в спец. школах, стали под­вергать обряду водного крещения детей 14 — 16 лет, прививать им мысль о необходимости „страданий за Христа . Цель такой дея­тельности - воспитание религ. фа­натиков. Отказываясь от регистра­ции в гос. органах, „И. самочин­но объявили себя „духовным центром еванг. христиан-баптис­тов (т. н. Совет церквей ЕХБ) и потребовали смещения руководст­ва ВСЕХБ. Деятельность „И. по­лучила поддержку (материальную и моральную) со стороны бурж.-клерик. кругов на Западе. Благо­даря идейно-воспитат. работе, направленной на разоблачение ан­тиобществ, и противозаконной деятельности „И. , значит, часть их сторонников порвала со СЦ ЕХБ, вернулась в зарегистриро­ванные общины. Часть общин „И. , признавших сов. законы, за­регистрирована на автон. началах.

ИНИЦИАЦИИ (лат. initiate - по­свящать, вводить в культовые та­инства) - возрастные (или поло­возрастные) посвятительные цере­монии. И. - одна из осн. форм обществ, связи людей на ранне-племен. стадии развития. Цель их - передать общеплемен. нормы жиз­ни поколению, достигшему соц. совершеннолетия. Характер И. оп­ределялся особенностями возраст­ного и полового разделения тру­да, развитостью племен, культов, особенностями религ.-мифологич. представлений. Общая черта И. у разных народов - ритуал, изоля­ция посвящаемых на более или менее длительный срок, сопровож­даемая св. церемониями, часть к-рых составляли моральные и фи-зич. испытания, порой весьма тяго­стные. Пережиточной формой воз­растных инициации в совр. мир. религиях являются церк. конфир­мация юношей и девушек в като­лицизме и протестантизме, христ. таинство крещения, обряд обреза­ния в иудаизме и исламе.

ИНКВИЗИТОР - член или глава спец. трибунала католич. церкви -инквизиции. Верховным И. считал­ся бог, а его заместителем - папа римск. И. действовали в согласии с местн. епископом, с разрешения и в присутствии к-рого велось следствие и выносился приговор, он же председательствовал на аутодафе. Как правило, на должность И. назначались монахи-доминиканцы.

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio - розыск) - трибунал католич. церкви, созданный в 13 в. для борь­бы с ересью. Действовал почти во всех католич. странах на протяже­нии столетий. Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, при­менение пыток, конфискация иму­щества осужденных, распростране­ние осуждения на родственников и потомков до третьего поколения включительно, полный произвол в отношении подследственных. Все эти методы применялись также к женщинам и детям. Осужденно­го облекали в позорящие одежды (санбенито), он должен был прой­ти через мучительную процедуру аутодафе. В качестве наказания применялись публичное отречение, штраф, порка, тюремное заключе­ние, сожжение на костре. Общее число жертв инквизиции исчисля­ется сотнями тысяч, подследствен­ных - миллионами. В истории И. можно выделить несколько перио­дов: начальный (13—15 вв.), когда И. в основном преследовала народ­ные сектант, движения, направлен­ные против феод, порядка (ката­ров, флагеллантов и т. д.); И. в эпоху Возрождения (16-17 вв.), когда террор был направлен в пер­вую очередь против поборников гуманизма, противников папства, ученых, деятелей культуры, науки; И. эпохи Просвещения (18 в.), ког­да преследовали просветителей, сторонников Французской рево­люции. В Испании И. действовала с 13 в., преследуя оппозиционных по отношению к церкви сектан­тов, но особенно активизирова­лась с 1480, когда была создана т. н. Новая И. во главе с домини­канцем Томасом Торквемадой. Новая И. преследовала в первую очередь крещеных евреев (марранов), обвиняемых в привержен­ности к иудаизму, а также мусуль­ман, принявших христианство (морисков), подозревавшихся в тай­ном исповедании ислама. Причины этих преследований носили не только религ., но и политич. и экономич. характер. Во времена кон­кисты Америки исп. корона пере­несла деятельность И. за океан, где она укрепляла власть колони­заторов, преследуя непокорных. Успехи гуманизма, науки и рефор­мации, подрывавшие основы пап­ского влияния, побудили папу Павла III учредить в 1542 „свя­щенную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее свя­щенное судилище . Среди жертв папской И. были Джордано Бруно, Галилео Галилей и мн. др. выдаю­щиеся мыслители и ученые прош­лого. И. была отменена в протест, странах, хотя сами протестанты расправлялись с инакомыслящими теми же методами. Французская революция 1789 положила конец деятельности И. во Франции, а На­полеон отменил ее в завоеванных им странах. После поражения На­полеона И. была в них восстанов­лена, но вскоре окончательно со­шла со сцены. В испанской Амери­ке И. была отменена в ходе войны за независимость (1810-1826). Дольше всего сохранилась папская И., к-рая после ликвидации в 1870 светской власти пап могла дейст­вовать только путем отлучения, проклятий и включения опасных с т. зр. католич. церкви сочинений в „Индекс запрещенных книг . Она служила политич. орудием в борь­бе против соц. прогресса и комму­низма. Под названием Конгрегации св. канцелярии И. просуществова­ла до 1965, когда была преобразо­вана в Конгрегацию вероучения, осуществляющую ряд прежних функций И., но иными методами.

ИННОКЕНТЬЕВЦЫ - последо­ватели христ. секты, возникшей в нач. 20 в. в Молдавии. Ее основа­тель иеромонах Иннокентий вы­ступил с проповедью близкого конца света, объявив себя вопло­щением „св. духа . С помощью за­пугиваний страшным судом он су­мел подчинить себе темных, за­битых людей. Главарь секты на­саждал непримиримое отношение к революц. движению, культиви­ровал монархич. настроения. От­сюда враждебность, с к-рой И. встретили Октябрьскую револю­цию. В секте совершались изуверские обряды, оправдывались само­убийства. В специально устроен­ных „комнатах смерти подверга­лись зверским истязаниям мн. верующие. В годы Сов. власти ру­ководители общин вели антисов. пропаганду, подстрекали верующих к антиобществ, деятельности. Их деяния были разоблачены на открытых судебных процессах, на к-рых было раскрыто подлинное лицо тех, кто пытался использо­вать религию в низменных целях. После этих разоблачений секта практически распалась. В наст. вр. сохраняется лишь несколько мел­ких групп И.

ИНОК - монах в православии; обобщенное наименование мона­шествующих независимо от их сана.

ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗ­МА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕН­НЫХ НАУК  ПРИ  ЦК  КПСС - создан в 1964. Осн. направления работы: комплексное изучение ак­туальных вопросов теории и прак­тики науч. атеизма, координация науч. исследований в стране, под­готовка кадров высш. квалифика­ции. Издает сб. „Вопросы научного атеизма .

ИНТЕРДИКТ (лат. interdictum - за­прещение) - одна из форм ср.-век. церк. наказания в католицизме. И. - полное или частичное (без от­лучения от церкви) временное за­прещение совершать богослужение и обряды религ. налагавшееся па­пой римск. или епископами как на отд. лиц, так и на целую террито­рию (город, страну). И. широко использовался для борьбы с ере­сями.

ИНТЕРЕС РЕЛИГИОЗНЫЙ - см. Потребности религиозные.

ИНТИЧИУМА (слово из языка австрал. племени аранда) - обряды, основанные на вере человека в воз­можность магически воздейство­вать на животное или растение с целью его размножения. Харак­терный для религ. верований або­ригенов Австралии тотемизм свя­зан с верой в кровнородств. отношения между тотемич. группой людей и к.-л. животным или ра­стением. На этой вере основаны церемонии И. В них участвовали взрослые (посвященные) мужчи­ны данного тотема (рода), во вре­мя к-рых исполнялись песни-заклинания, соблюдались определен­ные запреты, выполнялись предпи­санные традицией действа (в т. ч. и поедание тотема). Обряды типа И. известны всем народам, особен­но если их гл. занятиями были охота или животноводство.

ИНТРОНИЗАЦИЯ - торжеств.воз­ведение на престол (трон) вновь избранного папы (в римск.-като­лич. церкви) или патриарха (в пра­вославии); проводится по особо­му ритуалу.

ИНТУИТИВИЗМ - идеалистич. те­чение в философии, видящее в „непосредств. знании - интуиции -высш. форму познания, противо­поставляемую как чувствен, вос­приятию, так и рациональному логич. мышлению. В этой связи И. выступает как разновидность ирра­ционализма. Наибольшее распрост­ранение получил в 19 в. (поздний Шеллинг, Э. Гартман) и 20 в. (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Н. О. Лосский), явившись идеалистич. реак­цией на развитие науки и филосо­фии. Если в теории познания он оказывается односторонней абсо­лютизацией реального познаватель­ного процесса, связанного с актом интуиции, то этический и эстетиче­ский И. выдвигают на первый план соответственно нравств. и эстетич. чувство. В религ. философии И. сливается с мистикой в признании возможности непосредств. позна­ния божества, соединения с ним в акте религ. экстаза.

ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio - созерцание) - способность непосредств. постижения истины. Понятие И. по-разному истолко­вывается в философских учениях. Для мн. мыслителей - эмпириков и рационалистов (Декарт, Спино­за, Локк, Лейбниц, Гегель и др.) И. является особым видом позна­ния. Иначе подходят к проблеме представители интуитивизма и upрационализма (Бергсон, Джемс, Лосский и др.). По их мнению, по­знание подлинной реальности, ос­нову к-рой составляют чистая „длительность , поток сознания или к.-л. др. духовное начало, воз­можно лишь с помощью И., пони­маемой как переживание или вера. Подобные идеи находят заверше­ние в представлениях теологов, для к-рых И. - это чудесное про­зрение, „религ. экстаз , сверхра­зумная, „мистич. сила , позво­ляющая человеку постичь свой внутренний и потусторонний мир в единстве, постичь бога. Маркси­стская философия отвергает мистико-идеалистич. взгляд на И. В то же время она стремится дать научное объяснение природы И. как формы непосредственного зна­ния, вскрыть связи интуитивного и логического, т. е. непосредствен­ного и опосредствованного знания, выводя их взаимозависимость из материально-практической дея­тельности человечества. Всякое знание, каким бы способом оно ни было получено, в конечном счете должно быть подтверждено практикой.

ИОАНН БОГОСЛОВ - согласно христ. преданию, любимейший уче­ник Иисуса Христа, апостол, автор одного из 4-х канонических еван­гелий и Апокалипсиса.

ИОАНН ДАМАСКИН (ок. 675-753) - визант. богослов, первый систематизатор христ. вероучения, представитель греч. патристики. Гл. соч. - трактат „Источник зна­ния , в к-ром И. Д. стремился си­стематизировать и подчинить церк. задачам всю совокупность знаний своего времени. В философии ис­пользовал учение Аристотеля, счи­тая при этом источником истинно­го знания божеств, откровение. Рассматривал философию как слу­жанку богословия. И. Д. был идейн. противником иконоборче­ства, обосновывал культ икон, мо­щей, оправдывал роскошь храмов и материальное богатство церкви.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 350-407) - визант. церк. деятель, та­лантливый проповедник, с 398 - Константинов патриарх. Проповедовал суровый аскетизм, гневно осуждал роскошь и безнравствен­ность, царившие в кругах высш. духовенства и при императорском дворе, утверждая, что это служит причиной опасных для гос-ва на­родных волнений. Яркие по фор­ме (но по существу демагогические) обличит, проповеди И. 3. снискали ему популярность в пле­бейской среде, но восстановили против него придворную знать и церк. иерархов, к-рые и добились в 404 его низложения и ссылки. И. 3. - автор множества богосл. трудов,  проповедей  и  псалмов.

ИОАНН ИТАЛ (вт. пол. 11 в.) - визант. философ. И. с позиций ра­ционализма критиковал церк. уче­ние о боговоплощении, о чудесах Христа, богородице и святых, о со­творении мира из ничего. Мир, по И., творится из вечной материи по идеям как образцам вещей. И. признавал идею переселения душ, отвергая тем самым христ. уче­ние о небесном воздаянии и вос­кресении. В 1082 учение И. было предано анафеме, сам он был со­слан в монастырь.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча) - согласно еванг. ле­генде, возвестил приход мессии — Иисуса Христа и призывал народ к покаянию, нравств. очищению. В евангелиях Нового завета рас­сказывается, что И. К. крестил Иисуса и множество евреев в Иор­дане. Был казнен по приказанию правителя Галилеи Ирода Антипы (римск. ставленника), к-рого об­винял в распутстве. По наущению жены Ирода - Иродиады - ее дочь Саломея упросила будто бы Ирода отдать ей голову И. К., к-рую и поднесли ей на блюде. В основе ле­генды об И. К. лежат действитель­ные события: писатель 1 в. Иосиф Флавий в своем произведении „Иудейские древности (XVIII, 5, 2) упоминает проповедника Иоан­на, казненного Иродом. Ирод опа­сался, „как бы его [Иоанна] ог­ромное влияние на массу не приве­ло к каким-либо осложнениям . В христ. лит-ре есть намеки на то, что у И. К. было свое учение, от­личное от христианства, и свои ученики. Мн. совр. ученые считают, что Иоанн был связан с общи­ной кумранитов, находившейся в районе Иудейской пустыни, и его учение было разновидностью их учения. Образ И. К. играет большую роль в христ. вероуче­нии, в его честь установлено не­сколько церк. праздников ( в т. ч. рождество И. Предтечи и усекно­вение главы И. Предтечи); И. К. является одной из фигур деисуса.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иван Ильич, 1829-1908) - протоиерей, настоятель Андреев­ского собора в Кронштадте, реак­ционер монархич. толка. Один из основателей „Союза рус. народа , автор погромных проповедей и статей, активный поборник контр­революции, участник церк. травли Л. Н. Толстого. Культ И. К. используется реакц. кругами рус. церк. эмиграции в антикоммунистич. пропаганде.

ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ  (Ян Бокелзон, ок. 1509-1536) - глава Мюнстерской коммуны анабапти­стов в Вестфалии на северо-западе Германии (1534-1535). Вступив в 1533 в секту анабаптистов, И. Л. стал ревностным помощником ее вождя Я. Матиса, вместе с ним ру­ководил восстанием в Мюнстере (февраль 1534), проводил преоб­разования в духе идей Т. Мюнцера. После смерти Матиса И. Л. устано­вил теократию. Попытки поднять на восстание население др. го­родов оказались безуспешными. Мюнстер пал после 16 месяцев осады. И. Л. был пленен и казнен.

ИОАННИТЫ - фанатичные почита­тели одного из крайне реакц. дея­телей рус. православия Иоанна Кронштадтского (1829-1908), объединившиеся в секту, к-рая сделала его объектом своего по­клонения. Проповедовали близ­кий конец света, страшный суд, разделяли монархич. идеи. Широ­кого распространения секта не по­лучила, ее ряды быстро таяли. В наст. вр. имеются лишь отд. ее последователи.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (ок. 1132-1202) - итал. монах, основатель крестьянско-плебейской хилиа-стич. ереси, последователи к-рой назывались иоахимитами. По И. Ф., 3 лицам христ. троицы соответст­вуют 3 эры, последняя из к-рых будет царством св. духа, т. е. веч­ной справедливости, мира и прав­ды („Вечное евангелие ). И. Ф. клеймит церковь с ее алчностью, властолюбием и участием в угне­тении простого народа. Преследуе­мое церковью учение И. Ф. оказа­ло значит, влияние на ереси гуси­тов, амальрикан, анабаптистов идр.

ИОМ-КИПУР, судный день, день всепрощения - иуд. праздник, от­мечается через 10 дней после иуд. Нового года (рош-хашана). Соглас­но учению раввинов, в течение этих 10 дней (они называются днями покаяния) Яхве проверяет дела всех людей и готовит свое окон­чат, решение о судьбе каждого че­ловека на предстоящий год, к-рое и объявляет в И.-К. От молитв в рош-хашана и И.-К. зависит яко­бы благополучие, удача и здоровье людей в течение всего наступивше­го года. Чтобы усилить свое влия­ние на верующих, раввины называ­ют рош-хашана и И.-К. „страшными днями . К ним, учат они, надо готовиться в течение месяца, со­блюдая посты, вознося молитвы и т. д. Празднование И.-К. призвано вызывать у верующих слепой страх перед богом и его наместниками на земле.

ИОРДАНЬ - так в России называ­ли прорубь, вырубленную для ос­вящения воды в праздник креще­ния господня.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Санин, ок. 1439-1515) - церк. и обществ, деятель Моск. гос-ва, игумен и основатель Волоколам­ского монастыря, богослов и пуб­лицист. И. В. пытался обосновать божеств. происхождение княже­ской власти и ее приоритет как в светских, так и в церк. делах. В книге „Просветитель , направ­ленной против антифеод, новг.-моск, ереси, И. В. отстаивал прин­цип неприкосновенности церк.-мо-настыр.   собственности;   боролся против великокняжеских стремле­ний провести секуляризацию церк. землевладения и против нестяжа­телей. Возглавляемое И. В. церк.-политич. направление, получившее название осифлянства, было под­держано Иваном IIIи поместн. со­бором 1503.

ИОСИФ ФЛАВИЙ (37 - ок. 95) - иуд.-римск. историк, автор „Иу­дейской войны , „Иудейских древностей и др. соч., имевших целью возбудить у римск. влас­тей сочувствие к евр. народу, потерпевшему поражение в Иудей­ской войне, защитить и поднять престиж иудаизма. В период вой­ны с Римом И. был военачальни­ком. Видя неизбежность пораже­ния иудеев, сдался в плен, стал придворным историографом Фла­виев. Книги И. являются ценным источником по истории эпохи, предшествовавшей и современной возникновению христианства.

ИОСИФЛЯНЕ - см. Осифляне.

ИПАТИЯ - см. Гипатия.

ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis - сущность, основание) - в христ. теологии понятие, характеризую­щее особенности каждого из 3 лиц троицы. Правосл. богословие ут­верждает, что различие И. пред­ставляет тайну, недоступную ло­гике, но способную приобщить че­ловека к созерцанию „пресвятой троицы.

ИППОКРЕНА, или Гиппокрена (греч. Шррокгēпē - источник ко­ня) - в др.-греч. мифологии ключ, забивший из скалы на вершине го­ры Геликон в Беотии от удара копыта крылатого коня Пегаса. Во­круг И. якобы водили хороводы музы, а поэты черпали в ее водах свое вдохновение.

ИРИНЕЙ (перв. пол. 2 в. - нач. 3 в.) — епископ Лионский, один из христ. отцов церкви. В своем соч. „Обличение и опровержение уче­ния, ложно именующего себя зна­нием („Против ересей ) высту­пил против гностиков и заложил основы христ. догматики.

ИРОД I ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 до н. э.) - иуд. царь (40-4до н. э.). Овладел троном с помощью римск. войск, уничтожив последних пред­ставителей макковейской дина­стии. Это вызвало оппозицию со стороны различных соц. слоев на­селения страны. В Новом завете ему приписывается „избиение мла­денцев при известии о рождении Иисуса Христа.

ИРОДИАДА (7-39) - жена Ирода Филиппа, затем его брата Ирода Антипы. Согласно евангелиям, с помощью второго мужа и дочери Саломеи добилась казни Иоанна Крестителя, обвинявшего ее в пре­любодеянии.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - воззрение, согласно к-рому познават. воз­можности разума (науч.-теоретич. мышления) ограничены, а потому с его помощью нельзя постичь сущность действительности. И. присущ направлениям идеализма, отразившим начавшийся закат ка­питализма, кризис бурж. рациона­лизма, он характерен и для тече­ний совр. зап. мысли: философии жизни, интуитивизма, прагматиз­ма, экзистенциализма, психоанали­за, филос. антропологии. Их пред­ставители полагают, что в челове­ке ведущую творч. роль играет психобиологич. фактор (воля к власти, либидо, жизнен, порыв и т. д.), определяющий поведение личности, ее познават. способности. Функции разума сводятся к тому, чтобы помочь индивиду приспосо­биться к внешним объектам, оп­равдать выбранный им способ по­ведения. И только посредством интуиции, инстинкта, переживания удается постигнуть глубинные процессы жизни и бытия. И. до­полняет релит, взгляд на разум как на „отца греха , укрепляет фидеизм. Как правило, мистики, теологи, религ. философы неиз­бежно склоняются к И., ибо большинство их ставят (подобно Августину или Ансельму) веру и догматы выше знания. „Чтобы обрести бога, нужно отречься от разума , — пишет Кьеркегор, влияние к-рого в 20 в. испытали иррационалисты-теологи   неопротест, диалектич. теологии (К. Барт и др.). Марксист, философия от­вергает И. Отстаивая права разу­ма, она полагает, что иррациональ­ные явления, к к-рым апеллирует И. в своей аргументации, находят в итоге разумное объяснение в рамках   теоретич.   исследования.

ИСАИЯ - библ. пророк, к-рому приписывается авторство одной из осн. пророч. книг Библии. Но, как установлено, в книге И. соединены в 5-4 вв. до н. э. 3 разных источ­ника: Первоисаия (гл. 1-39, 8 в. до н. э.), Второисаия (гл. 40-55, 6 в. до н. э.), Третьеисаия (гл. 56-66, 5 в. до н. э.), объединенные истолкованием бедствий др. евре­ев как справедливого божьего на­казания за их нечестие и предска­занием счастливого будущего за почитание бога.

ИСИДА - в др.-егип. религии бо­гиня земного плодородия, воды и ветра, охранительница умерших, мать бога Гора.

ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА - см. Искупление.

ИСКУПЛЕНИЕ - жертвоприноше­ние богам с целью загладить нане­сенные им обиды и оскорбления. Понятие И. возн. еще в первобытн. об-ве из антропоморфных пред­ставлений о богах, подобно людям, склонных обижаться, мстить и прощать. В христианстве, буддиз­ме, джайнизме понятие И. — один из важнейших догматов. Согласно библ. сказанию, первые люди на земле — Адам и Ева совершили грехопадение, из-за к-рого проис­ходят все бедствия людей. Перво-род. грех так велик, что никакая жертва, исходящая от людей, не в состоянии удовлетворить бога. Поэтому бог из милосердия к лю­дям обрекает насмерть своего сына Иисуса Христа. Эта жертва, по христ. вероучению, примирила бога с людьми, уверовавшими в Христа, и через таинство креще­ния открыла им путь к спасению. Идея И. служит церкви для утвер­ждения людей в мысли, что только в лоне христ. церкви человек мо­жет надеяться на милость божью, на его покровительство. Антигу­манизм догмата И. был раскрыт античными критиками христианст­ва, средневек. свободомыслящи­ми, бурж. атеистами 18 в., Л. Фей­ербахом. Критич. анализ его сущ­ности является важным аспектом атеистич. пропаганды.

ИСКУССТВО И АТЕИЗМ. Зарож­дение И. относится к древности. Уже в верхнем палеолите люди занимались худож. творчеством, о чем свидетельствуют дошедшие до нас наскальные изображения, предметы мелкой пластики, ри­сунки на орудиях труда и предме­тах быта. Хотя мн. изображения той эпохи были связаны с магич. верованиями и обрядами, нельзя согласиться с концепцией магич. происхождения И. Связь между первобытн. магией и худож. твор­чеством определялась синкретич. недифференцированным характе­ром первобытн. сознания. Эстетич. освоение мира возн. в процессе трудовой деятельности, на основе овладения человеком связями и свойствами окружающего мира. Человек наслаждался самим про­цессом творчества, овладением каждым предметом, подчинением егосвоим целям, запечатлением в нем своих умений и способ­ностей. Осн. объектом И. является человек. На этой основе и возн. эстетич. освоение действительно­сти и И. как его высш. форма. Итак, И. рождается в процессе свободной, творческой человеч. деятельности. Магия же и религия порождаются бессилием перво­бытн. людей перед лицом непо­нятных и враждебных им явлений природы. Следовательно, магия есть порождение и отражение не­свободы людей. И. на протяжении длительного историч. периода раз­вивалось в связи с религией и даже включалось церковью в сис­тему религ. культа. Однако в силу своей гуманистич. природы И. неизбежно вступало в конфликт с религией, к-рая была одной из осн. форм духовного порабоще­ния людей. Для христ. церкви, напр., в И. были неприемлемы жизнеутверждающие, оптимистич. тенденции. Онавсегда боролась против всего, что было связано с критич. отношением к дейст­вительности. Именно этим, в части., объясняются многочисл. случаи гонений церкви на народное И. (скоморохи на Руси и т. п.). Как в народном, так и в профес­сиональном И. прошлого всегда были сильны антиклерик., а под­час и антирелиг. тенденции. Напр., в рус. сказках, песнях, послови­цах и поговорках высмеиваются не только попы и монахи, но иногда даже бог. Как зап.-европ., так и рус. И. дало блестящие образцы сатирич. произведений. И. занимает важное место в атеистич. воспитании трудящихся в социалистич. об-ве. Эстетич. творчество, возвышая человека, способствует развитию его спо­собностей, формирует здоровые интересы и потребности. Все это перекрывает важные каналы воз­действия религии на людей, спо­собствует формированию науч. мировоззрения у трудящихся. В части., большое значение имеет эстетич. сторона социалистич. праз­дников и обрядов, к-рые являют­ся одной из важных форм удов­летворения эстетич. потребностей масс. Атеистич. тема заняла важ­ное место в сов. И. с первых лет революции. Но если в довоенные годы преобладали агитац. произ­ведения, разоблачавшие реакц. соц. роль религии и деятельность контр-революц. духовенства, то ныне деятелями И. решается задача фор­мирования атеистич. убежденности масс, раскрытия соц.-психологич. конфликтов, вызываемых рели­гией, показа вредного воздействия религ. веры на личность.

ИСКУШЕНИЕ - религ.-мифологич. мотив, встречающийся во мн. ре­лигиях и связанный с преодолени­ем героями мифов всевозможных соблазнов со стороны темных и злых сверхъестеств. сил. В эксплуатат. об-ве мотив преодоления И., стремления к добровольному аскетизму выполнял функцию примирения трудящихся с их тя­желым соц. положением.

ИСЛАМ (араб. - покорность), му­сульманство - одна из 3 т. н. мир.религий. И. возн. в Аравии в нач. 7 в. в период разложения патри­арх.-общин, строя и образования клас. араб, гос-ва. Вероучение И. изложено в Коране, к-рый, со­гласно мусульм. преданию, был ниспослан Аллахом пророку Му­хаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога - Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. В соответ­ствии с вероучением И. все сущее в мире создано Аллахом и вес явления и события, к-рые про­изошли и произойдут во Вселен­ной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ И. опирается на пять „стол­пов веры : исповедание веры — произнесение формулы „Нет бо­жества кроме Аллаха, и Мухам­мед - посланник божий , ежед­невная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязат. благотворительность (закят), па­ломничество в Мекку (хаджж). Наряду с др. религ. обрядами и ритуалами, а также ислам, празд­никами (курбан-байрам, ураза-байрам, мавлюд) „столпы веры имеют большое значение для со­хранения и укрепления влияния религии на верующих. Раз воз­никнув, И., как и др. религии, не оставался неизменным. В соот­ветствии со сдвигами в обществ, жизни происходило его развитие. Оно нашло отражение в сунне - сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии И. явился его раскол на 2 течения - суннизм и шиизм. После оформления 4 богосл.-юридич. толков (мазхабов) в суннизме и выработки ислам, догматики (10 в.) было признано невозможным дальнейшее разви­тие теологии, права, морали, соц. установлений. Такая позиция, со­хранявшаяся вплоть до 20 в., не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиц. распро­странения И. В наши дни мн. мусульм.   богословы   признают крайне вредное воздействие этой концепции на всю обществ, жизнь народов Востока, заявляют, что соц. структуры могут быть изме­няемы людьми. Вместе с тем боль­шинство богословов из стран, на­ходящихся в капиталистич. систе­ме хозяйства, либо призывают правоверных возродить порядки мусульм. общины времен пророка Мухаммеда, либо видят единствен­но возможный путь к процветаю­щему об-ву через введение шари­атских норм права и морали. Тео­логи, выступающие с подобными концепциями, нередко приходят на позиции антикоммунизма. В СССР И. также претерпел замет­ную эволюцию. Изменилась его политич. ориентация. Духовенство стремится внушить верующим мысль о том, что И. „помогает сов. об-ву строить коммунизм, формировать нового человека. Однако все это не может остано­вить закономерный процесс ослаб­ления влияний И. на сознание и поведение людей. Последователи И. - мусульмане составляют по­давляющее большинство населе­ния мн. стран Азии и Африки. В СССР имеются среди населения Ср. Азии, Казахстана, Азербайджа­на, Сев. Кавказа, Татарии, Башки­рии, Грузии, Армении.

ИСЛАМСКИЙ   СОЦИАЛИЗМ    - учение, исходящее из того, что осн. социалистич. принципы содер­жатся в исламе и начали осущест­вляться еще в мусульм. общине пророка Мухаммеда. Разные соц. группы вкладывают в понятие И. с. свое содержание. Прогрес, революц.-демократич. силы нередко используют лозунг И. с. для повы­шения соц. активности мусульм. масс, привлечения их к борьбе за построение нового об-ва. Сторон­ники бурж. и феод, вариантов И. с. защищают частную собственность, говорят о се „божеств, природе . Они отрицают клас. борьбу, стре­мятся удержать массы от революц. выступлений. Сторонники бурж. варианта И. с. понимают под ним создание благоприятных условий для развития „собственного капи­тализма .  Сторонники же феод. варианта И. с. выступают против капитализма, за возвращение к докапиталистич. формам эксплуата­ции. И те и другие заявляют, что их социализм „лучше , чем капи­тализм и коммунизм, но гл. на­падки обрушивают на коммунизм, утверждая, что он насильно „отни­мает у людей религию, разрушает нравственность, ликвидирует нац. традиции. Нек-рые защитники ка­питализма на Западе также высту­пают в поддержку И. с. как „сред­него пути для развивающихся стран, противопоставляют его науч. социализму, видя в нем эффективное средство сохранения „мусульм. стран в орбите капи­тализма.

ИСМАИЛИТЫ - приверженцы му­сульм. шиитской секты, возник­шей в сер. 8 в. и названной по име­ни Исмаила (старшего сына шесто­го шиитского имама Джафара Садыка), к-рого они, в отличие от др. шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной религ.-филос. системе И. заметно влияние неоплатонизма, неопифа­гореизма, христ. гностицизма и др. Учение И. носило оппозиц. харак­тер в отношении ортодокс, исла­ма. И. имеются во многих странах распространения ислама, особенно в Индии, Иране, Сев. Афганистане, Вост. Африке, Сирии, а также в Таджик. ССР.

ИСПОВЕДНИК - ]) лицо, испове­дующее в грехах; 2) название святого (кроме мучеников) в пра­вославии.

ИСПОВЕДЬ, ПОКАЯНИЕ - христ. таинство, к-рое, по религ. пред­ставлениям, состоит в том, что верующий, „открыв грехи священ­нику, получает от него прощение невидимо от самого господа . Происходя из др. очистит, обрядов, И. в христианстве превратилась в эффективное средство духовно­го влияния на людей. Она откры­вает перед верующими возмож­ность „освободиться от любых грехов, а следовательно, сохранить перспективу попасть в царство божье после смерти. Это особенно устраивало   эксплуатат.   классы. к-рые благодаря И. могли без труда замолить самые черные преступления. И. использовало в своих целях эксплуатат. гос-во. Так, в России, в царствование Петра I, был принят указ, обязы­вавший священников доносить о ставших им известными на И. „преднамеренных злодействах против „службы государевой и церкви . Немало людей оказалось жертвами церк. доносов. И. су­ществует как таинство в католич. и правосл. церквах. Причем в рус. православии наряду с тайной прак­тикуется общая И., когда одно­временно каются в своих прегре­шениях все верующие, присутст­вующие в храме. В протест, церк­вах, отвергших традиц. христ. представление о таинствах, была осуждена и И. Тем не менее про­тест, богословы и проповедники считают личное покаяние важным средством освобождения от греха в процессе духовного самосовер­шенствования личности. Правда, оно не носит характера признания перед кем-то своих прегрешений, а является своеобразным „само­отчетом перед богом. Но в какой бы форме ни выступала И., она служит укреплению религиозности людей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ПЕЙ - ПОР

ПЕЙН Томас (1737 - 1809) идео­лог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. ре­волюций 18 в...

Авторизация



Движение атеизма:

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Атеизм как высшая и последняя стадия

News image

Журналистам показали живых безбожников Вчера в Институте развития прессы на Зубовском бульваре члены московского атеистического общества рассказали журналистам об угрозе кл...