ИНД - ИСП
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ИНДИФФЕРЕНТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ - одна из форм свободомыслия в отношении религии. Термин ,,И. р. употребляется в сходных, но разных значениях, И. р. часто предполагает безразличие к религии в смысле ее игнорирования при решении практич. или миро-воззренч. проблем и не исключает принятия позитивных нерелиг. духовных ценностей. В досоциалистич. об-вах И. р. создавал предпосылки для критич. осмысления и анализа религии. И. р. может характеризовать безразличие индивида к отд. положениям религии при сохранении религ. мировоззрения, но может указывать и на без-религ. содержание тех или иных произведений искусства и лит-ры в период „духовной диктатуры церкви . В этом случае свободные от религ. конформизма произведения выражали протест против религии и прокладывали путь к вытеснению религ. сознания реалистическим подходом к миру и человеку. В 18 в. франц. материалисты сознательно ставят вопрос о необходимости игнорировать религию при решении соц., науч., нравств. проблем. Здесь за тезисом „выработать полное равнодушие по отношению к религии стоит активная атеистич. позиция. В 19-20 вв. борьба за безрелиг. культуру выступает как важный элемент бурж. свободомыслия. Лучшие образцы безрелиг. творений духовной культуры социалистич. об-ва, созданных на основе принципов социалистич. реализма, укрепляют позиции атеизма в нашей стране. И. р. в условиях социализма на уровне обыденного сознания есть в лучшем случае сти-хийно-материалистич. сознание, для превращения к-рого в комму-нистич. убежденность необходимо воспитать критич. отношение к религии. Т. о., к понятию И. р. следует подходить конкр.-исторически.
ИНДРА - один из наиболее популярных ведич. богов; первоначально бог грозы, дождя и грома. Позже стал почитаться как покровитель царской власти и верховный бог.
ИНДУИЗМ - религия, распространенная в совр. Индии. Вероучение И. сложилось в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. Возн. в сер. 1 тыс. н. э. С 8 в., когда в Индии распространился ислам, „хинду , т. с. „индусами , стали называть тех, кто его не принял. И. сохранил много элементов пер-вобытн. верований: поклонение „священным животным, явлениям природы, культ предков и т. п. И. не имеет единой церк. орг-ции, его создание не приписывается к.-л. конкр. основателю. Допускает существование сект и различных толкований религ. положений. Представляя сложный комплекс религ. и филос. воззрений, а также свод предписаний, И. регламентирует все права и обязанности человека от его рождения до смерти. Обрядности отводится большое место. И. основан на концепции тримурти. Вселенная, все формы жизни созданы Брахмой. Однако культ Брахмы, номинального главы троицы, практически отсутствует. Индусы поклоняются 2 др. богам - Вишну и Шиве, и в соответствии с этим И. распадается на 2 осн. течения. В шиваизме существует наиболее крупная секта пингаятов, почитающих Шиву в виде линги, т. е. фаллоса. С шиваизмом же связано и др. учение о шакти, творческой силе богов, олицетворяемой в женском образе (Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.). С др. направлением - вишнуизмом - связано мессианист. учение о периодич. появлении Вишну на земле в различных воплощениях (аватарах). В пантеон И. включен и Будда как десятая аватара Вишну. Для всех направлений И. характерна вера в вечность и богодухновенность Вед и цикличность существования Вселенной, где движение идет по нисходящей линии; вера в вечность и неуничтожимость души, совершающей странствие (сансара). В соответствии с законом воздаяния, возмездия (карма), освящающим деление об-ва на касты и кастовую иерархию, в жизни человека существует 4 осн. цели: дхарма — исполнение религ., семейных и обществ, предписаний; артха (дело, польза) – приобретение и надлежащее использование материальных ценностей; кама - удовлетворение чувств, стремлений, прежде всего чувств, любви: мокша - освобождение от цепи перерождений. В наст. вр. И. исповедует 83% населения Индии, он распространен также в Непале, Шри Ланке, Бангладеш, Гайане и др. странах, где проживают выходцы из Индии.
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia - милость) - папская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католич. церковью. И. обосновывается богословами тем, что католич. церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, девой Марией и святыми, к-рыми можно покрывать грехи людей.
„ИНИЦИАТИВНИКИ , „прокофьевцы , „отделенцы , „откольники , сторонники т. н. Совета церквей ЕХБ - наиболее экстремистск. и антиобществ, течение среди еванг. христиан-баптистов. Возн. в 1960 на почве раскола в Союзе ЕХБ. Организаторами группировки ,,И. выступили ряд фанатично настроенных баптистов, к-рые привлекались к ответственности за нарушение сов. законов. „И. обвинили руководителей ВСЕХБ в „преступной сделке с властями и „гос. атеизмом . Не в силах понять объективные причины процесса секуляризации и угасания религии в социалистич. об-ве, „И. объявили „корнем зла сов. законодательство о религ. культах, „безбожную политику Сов. гос-ва. Встав на путь экстремизма религ., открытого и сознат. нарушения сов. законодательства, „И. потребовали неограниченной свободы религ. пропаганды и миссионерской деятельности за пределами молитв, домов, в обществ, местах, приступили к организации коллективного обучения детей религии в спец. школах, стали подвергать обряду водного крещения детей 14 — 16 лет, прививать им мысль о необходимости „страданий за Христа . Цель такой деятельности - воспитание религ. фанатиков. Отказываясь от регистрации в гос. органах, „И. самочинно объявили себя „духовным центром еванг. христиан-баптистов (т. н. Совет церквей ЕХБ) и потребовали смещения руководства ВСЕХБ. Деятельность „И. получила поддержку (материальную и моральную) со стороны бурж.-клерик. кругов на Западе. Благодаря идейно-воспитат. работе, направленной на разоблачение антиобществ, и противозаконной деятельности „И. , значит, часть их сторонников порвала со СЦ ЕХБ, вернулась в зарегистрированные общины. Часть общин „И. , признавших сов. законы, зарегистрирована на автон. началах.
ИНИЦИАЦИИ (лат. initiate - посвящать, вводить в культовые таинства) - возрастные (или половозрастные) посвятительные церемонии. И. - одна из осн. форм обществ, связи людей на ранне-племен. стадии развития. Цель их - передать общеплемен. нормы жизни поколению, достигшему соц. совершеннолетия. Характер И. определялся особенностями возрастного и полового разделения труда, развитостью племен, культов, особенностями религ.-мифологич. представлений. Общая черта И. у разных народов - ритуал, изоляция посвящаемых на более или менее длительный срок, сопровождаемая св. церемониями, часть к-рых составляли моральные и фи-зич. испытания, порой весьма тягостные. Пережиточной формой возрастных инициации в совр. мир. религиях являются церк. конфирмация юношей и девушек в католицизме и протестантизме, христ. таинство крещения, обряд обрезания в иудаизме и исламе.
ИНКВИЗИТОР - член или глава спец. трибунала католич. церкви -инквизиции. Верховным И. считался бог, а его заместителем - папа римск. И. действовали в согласии с местн. епископом, с разрешения и в присутствии к-рого велось следствие и выносился приговор, он же председательствовал на аутодафе. Как правило, на должность И. назначались монахи-доминиканцы.
ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio - розыск) - трибунал католич. церкви, созданный в 13 в. для борьбы с ересью. Действовал почти во всех католич. странах на протяжении столетий. Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, применение пыток, конфискация имущества осужденных, распространение осуждения на родственников и потомков до третьего поколения включительно, полный произвол в отношении подследственных. Все эти методы применялись также к женщинам и детям. Осужденного облекали в позорящие одежды (санбенито), он должен был пройти через мучительную процедуру аутодафе. В качестве наказания применялись публичное отречение, штраф, порка, тюремное заключение, сожжение на костре. Общее число жертв инквизиции исчисляется сотнями тысяч, подследственных - миллионами. В истории И. можно выделить несколько периодов: начальный (13—15 вв.), когда И. в основном преследовала народные сектант, движения, направленные против феод, порядка (катаров, флагеллантов и т. д.); И. в эпоху Возрождения (16-17 вв.), когда террор был направлен в первую очередь против поборников гуманизма, противников папства, ученых, деятелей культуры, науки; И. эпохи Просвещения (18 в.), когда преследовали просветителей, сторонников Французской революции. В Испании И. действовала с 13 в., преследуя оппозиционных по отношению к церкви сектантов, но особенно активизировалась с 1480, когда была создана т. н. Новая И. во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Новая И. преследовала в первую очередь крещеных евреев (марранов), обвиняемых в приверженности к иудаизму, а также мусульман, принявших христианство (морисков), подозревавшихся в тайном исповедании ислама. Причины этих преследований носили не только религ., но и политич. и экономич. характер. Во времена конкисты Америки исп. корона перенесла деятельность И. за океан, где она укрепляла власть колонизаторов, преследуя непокорных. Успехи гуманизма, науки и реформации, подрывавшие основы папского влияния, побудили папу Павла III учредить в 1542 „священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище . Среди жертв папской И. были Джордано Бруно, Галилео Галилей и мн. др. выдающиеся мыслители и ученые прошлого. И. была отменена в протест, странах, хотя сами протестанты расправлялись с инакомыслящими теми же методами. Французская революция 1789 положила конец деятельности И. во Франции, а Наполеон отменил ее в завоеванных им странах. После поражения Наполеона И. была в них восстановлена, но вскоре окончательно сошла со сцены. В испанской Америке И. была отменена в ходе войны за независимость (1810-1826). Дольше всего сохранилась папская И., к-рая после ликвидации в 1870 светской власти пап могла действовать только путем отлучения, проклятий и включения опасных с т. зр. католич. церкви сочинений в „Индекс запрещенных книг . Она служила политич. орудием в борьбе против соц. прогресса и коммунизма. Под названием Конгрегации св. канцелярии И. просуществовала до 1965, когда была преобразована в Конгрегацию вероучения, осуществляющую ряд прежних функций И., но иными методами.
ИННОКЕНТЬЕВЦЫ - последователи христ. секты, возникшей в нач. 20 в. в Молдавии. Ее основатель иеромонах Иннокентий выступил с проповедью близкого конца света, объявив себя воплощением „св. духа . С помощью запугиваний страшным судом он сумел подчинить себе темных, забитых людей. Главарь секты насаждал непримиримое отношение к революц. движению, культивировал монархич. настроения. Отсюда враждебность, с к-рой И. встретили Октябрьскую революцию. В секте совершались изуверские обряды, оправдывались самоубийства. В специально устроенных „комнатах смерти подвергались зверским истязаниям мн. верующие. В годы Сов. власти руководители общин вели антисов. пропаганду, подстрекали верующих к антиобществ, деятельности. Их деяния были разоблачены на открытых судебных процессах, на к-рых было раскрыто подлинное лицо тех, кто пытался использовать религию в низменных целях. После этих разоблачений секта практически распалась. В наст. вр. сохраняется лишь несколько мелких групп И.
ИНОК - монах в православии; обобщенное наименование монашествующих независимо от их сана.
ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС - создан в 1964. Осн. направления работы: комплексное изучение актуальных вопросов теории и практики науч. атеизма, координация науч. исследований в стране, подготовка кадров высш. квалификации. Издает сб. „Вопросы научного атеизма .
ИНТЕРДИКТ (лат. interdictum - запрещение) - одна из форм ср.-век. церк. наказания в католицизме. И. - полное или частичное (без отлучения от церкви) временное запрещение совершать богослужение и обряды религ. налагавшееся папой римск. или епископами как на отд. лиц, так и на целую территорию (город, страну). И. широко использовался для борьбы с ересями.
ИНТЕРЕС РЕЛИГИОЗНЫЙ - см. Потребности религиозные.
ИНТИЧИУМА (слово из языка австрал. племени аранда) - обряды, основанные на вере человека в возможность магически воздействовать на животное или растение с целью его размножения. Характерный для религ. верований аборигенов Австралии тотемизм связан с верой в кровнородств. отношения между тотемич. группой людей и к.-л. животным или растением. На этой вере основаны церемонии И. В них участвовали взрослые (посвященные) мужчины данного тотема (рода), во время к-рых исполнялись песни-заклинания, соблюдались определенные запреты, выполнялись предписанные традицией действа (в т. ч. и поедание тотема). Обряды типа И. известны всем народам, особенно если их гл. занятиями были охота или животноводство.
ИНТРОНИЗАЦИЯ - торжеств.возведение на престол (трон) вновь избранного папы (в римск.-католич. церкви) или патриарха (в православии); проводится по особому ритуалу.
ИНТУИТИВИЗМ - идеалистич. течение в философии, видящее в „непосредств. знании - интуиции -высш. форму познания, противопоставляемую как чувствен, восприятию, так и рациональному логич. мышлению. В этой связи И. выступает как разновидность иррационализма. Наибольшее распространение получил в 19 в. (поздний Шеллинг, Э. Гартман) и 20 в. (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Н. О. Лосский), явившись идеалистич. реакцией на развитие науки и философии. Если в теории познания он оказывается односторонней абсолютизацией реального познавательного процесса, связанного с актом интуиции, то этический и эстетический И. выдвигают на первый план соответственно нравств. и эстетич. чувство. В религ. философии И. сливается с мистикой в признании возможности непосредств. познания божества, соединения с ним в акте религ. экстаза.
ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio - созерцание) - способность непосредств. постижения истины. Понятие И. по-разному истолковывается в философских учениях. Для мн. мыслителей - эмпириков и рационалистов (Декарт, Спиноза, Локк, Лейбниц, Гегель и др.) И. является особым видом познания. Иначе подходят к проблеме представители интуитивизма и upрационализма (Бергсон, Джемс, Лосский и др.). По их мнению, познание подлинной реальности, основу к-рой составляют чистая „длительность , поток сознания или к.-л. др. духовное начало, возможно лишь с помощью И., понимаемой как переживание или вера. Подобные идеи находят завершение в представлениях теологов, для к-рых И. - это чудесное прозрение, „религ. экстаз , сверхразумная, „мистич. сила , позволяющая человеку постичь свой внутренний и потусторонний мир в единстве, постичь бога. Марксистская философия отвергает мистико-идеалистич. взгляд на И. В то же время она стремится дать научное объяснение природы И. как формы непосредственного знания, вскрыть связи интуитивного и логического, т. е. непосредственного и опосредствованного знания, выводя их взаимозависимость из материально-практической деятельности человечества. Всякое знание, каким бы способом оно ни было получено, в конечном счете должно быть подтверждено практикой.
ИОАНН БОГОСЛОВ - согласно христ. преданию, любимейший ученик Иисуса Христа, апостол, автор одного из 4-х канонических евангелий и Апокалипсиса.
ИОАНН ДАМАСКИН (ок. 675-753) - визант. богослов, первый систематизатор христ. вероучения, представитель греч. патристики. Гл. соч. - трактат „Источник знания , в к-ром И. Д. стремился систематизировать и подчинить церк. задачам всю совокупность знаний своего времени. В философии использовал учение Аристотеля, считая при этом источником истинного знания божеств, откровение. Рассматривал философию как служанку богословия. И. Д. был идейн. противником иконоборчества, обосновывал культ икон, мощей, оправдывал роскошь храмов и материальное богатство церкви.
ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 350-407) - визант. церк. деятель, талантливый проповедник, с 398 - Константинов патриарх. Проповедовал суровый аскетизм, гневно осуждал роскошь и безнравственность, царившие в кругах высш. духовенства и при императорском дворе, утверждая, что это служит причиной опасных для гос-ва народных волнений. Яркие по форме (но по существу демагогические) обличит, проповеди И. 3. снискали ему популярность в плебейской среде, но восстановили против него придворную знать и церк. иерархов, к-рые и добились в 404 его низложения и ссылки. И. 3. - автор множества богосл. трудов, проповедей и псалмов.
ИОАНН ИТАЛ (вт. пол. 11 в.) - визант. философ. И. с позиций рационализма критиковал церк. учение о боговоплощении, о чудесах Христа, богородице и святых, о сотворении мира из ничего. Мир, по И., творится из вечной материи по идеям как образцам вещей. И. признавал идею переселения душ, отвергая тем самым христ. учение о небесном воздаянии и воскресении. В 1082 учение И. было предано анафеме, сам он был сослан в монастырь.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча) - согласно еванг. легенде, возвестил приход мессии — Иисуса Христа и призывал народ к покаянию, нравств. очищению. В евангелиях Нового завета рассказывается, что И. К. крестил Иисуса и множество евреев в Иордане. Был казнен по приказанию правителя Галилеи Ирода Антипы (римск. ставленника), к-рого обвинял в распутстве. По наущению жены Ирода - Иродиады - ее дочь Саломея упросила будто бы Ирода отдать ей голову И. К., к-рую и поднесли ей на блюде. В основе легенды об И. К. лежат действительные события: писатель 1 в. Иосиф Флавий в своем произведении „Иудейские древности (XVIII, 5, 2) упоминает проповедника Иоанна, казненного Иродом. Ирод опасался, „как бы его [Иоанна] огромное влияние на массу не привело к каким-либо осложнениям . В христ. лит-ре есть намеки на то, что у И. К. было свое учение, отличное от христианства, и свои ученики. Мн. совр. ученые считают, что Иоанн был связан с общиной кумранитов, находившейся в районе Иудейской пустыни, и его учение было разновидностью их учения. Образ И. К. играет большую роль в христ. вероучении, в его честь установлено несколько церк. праздников ( в т. ч. рождество И. Предтечи и усекновение главы И. Предтечи); И. К. является одной из фигур деисуса.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иван Ильич, 1829-1908) - протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, реакционер монархич. толка. Один из основателей „Союза рус. народа , автор погромных проповедей и статей, активный поборник контрреволюции, участник церк. травли Л. Н. Толстого. Культ И. К. используется реакц. кругами рус. церк. эмиграции в антикоммунистич. пропаганде.
ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ (Ян Бокелзон, ок. 1509-1536) - глава Мюнстерской коммуны анабаптистов в Вестфалии на северо-западе Германии (1534-1535). Вступив в 1533 в секту анабаптистов, И. Л. стал ревностным помощником ее вождя Я. Матиса, вместе с ним руководил восстанием в Мюнстере (февраль 1534), проводил преобразования в духе идей Т. Мюнцера. После смерти Матиса И. Л. установил теократию. Попытки поднять на восстание население др. городов оказались безуспешными. Мюнстер пал после 16 месяцев осады. И. Л. был пленен и казнен.
ИОАННИТЫ - фанатичные почитатели одного из крайне реакц. деятелей рус. православия Иоанна Кронштадтского (1829-1908), объединившиеся в секту, к-рая сделала его объектом своего поклонения. Проповедовали близкий конец света, страшный суд, разделяли монархич. идеи. Широкого распространения секта не получила, ее ряды быстро таяли. В наст. вр. имеются лишь отд. ее последователи.
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (ок. 1132-1202) - итал. монах, основатель крестьянско-плебейской хилиа-стич. ереси, последователи к-рой назывались иоахимитами. По И. Ф., 3 лицам христ. троицы соответствуют 3 эры, последняя из к-рых будет царством св. духа, т. е. вечной справедливости, мира и правды („Вечное евангелие ). И. Ф. клеймит церковь с ее алчностью, властолюбием и участием в угнетении простого народа. Преследуемое церковью учение И. Ф. оказало значит, влияние на ереси гуситов, амальрикан, анабаптистов идр.
ИОМ-КИПУР, судный день, день всепрощения - иуд. праздник, отмечается через 10 дней после иуд. Нового года (рош-хашана). Согласно учению раввинов, в течение этих 10 дней (они называются днями покаяния) Яхве проверяет дела всех людей и готовит свое окончат, решение о судьбе каждого человека на предстоящий год, к-рое и объявляет в И.-К. От молитв в рош-хашана и И.-К. зависит якобы благополучие, удача и здоровье людей в течение всего наступившего года. Чтобы усилить свое влияние на верующих, раввины называют рош-хашана и И.-К. „страшными днями . К ним, учат они, надо готовиться в течение месяца, соблюдая посты, вознося молитвы и т. д. Празднование И.-К. призвано вызывать у верующих слепой страх перед богом и его наместниками на земле.
ИОРДАНЬ - так в России называли прорубь, вырубленную для освящения воды в праздник крещения господня.
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Санин, ок. 1439-1515) - церк. и обществ, деятель Моск. гос-ва, игумен и основатель Волоколамского монастыря, богослов и публицист. И. В. пытался обосновать божеств. происхождение княжеской власти и ее приоритет как в светских, так и в церк. делах. В книге „Просветитель , направленной против антифеод, новг.-моск, ереси, И. В. отстаивал принцип неприкосновенности церк.-мо-настыр. собственности; боролся против великокняжеских стремлений провести секуляризацию церк. землевладения и против нестяжателей. Возглавляемое И. В. церк.-политич. направление, получившее название осифлянства, было поддержано Иваном IIIи поместн. собором 1503.
ИОСИФ ФЛАВИЙ (37 - ок. 95) - иуд.-римск. историк, автор „Иудейской войны , „Иудейских древностей и др. соч., имевших целью возбудить у римск. властей сочувствие к евр. народу, потерпевшему поражение в Иудейской войне, защитить и поднять престиж иудаизма. В период войны с Римом И. был военачальником. Видя неизбежность поражения иудеев, сдался в плен, стал придворным историографом Флавиев. Книги И. являются ценным источником по истории эпохи, предшествовавшей и современной возникновению христианства.
ИОСИФЛЯНЕ - см. Осифляне.
ИПАТИЯ - см. Гипатия.
ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis - сущность, основание) - в христ. теологии понятие, характеризующее особенности каждого из 3 лиц троицы. Правосл. богословие утверждает, что различие И. представляет тайну, недоступную логике, но способную приобщить человека к созерцанию „пресвятой троицы.
ИППОКРЕНА, или Гиппокрена (греч. Шррокгēпē - источник коня) - в др.-греч. мифологии ключ, забивший из скалы на вершине горы Геликон в Беотии от удара копыта крылатого коня Пегаса. Вокруг И. якобы водили хороводы музы, а поэты черпали в ее водах свое вдохновение.
ИРИНЕЙ (перв. пол. 2 в. - нач. 3 в.) — епископ Лионский, один из христ. отцов церкви. В своем соч. „Обличение и опровержение учения, ложно именующего себя знанием („Против ересей ) выступил против гностиков и заложил основы христ. догматики.
ИРОД I ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 до н. э.) - иуд. царь (40-4до н. э.). Овладел троном с помощью римск. войск, уничтожив последних представителей макковейской династии. Это вызвало оппозицию со стороны различных соц. слоев населения страны. В Новом завете ему приписывается „избиение младенцев при известии о рождении Иисуса Христа.
ИРОДИАДА (7-39) - жена Ирода Филиппа, затем его брата Ирода Антипы. Согласно евангелиям, с помощью второго мужа и дочери Саломеи добилась казни Иоанна Крестителя, обвинявшего ее в прелюбодеянии.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ - воззрение, согласно к-рому познават. возможности разума (науч.-теоретич. мышления) ограничены, а потому с его помощью нельзя постичь сущность действительности. И. присущ направлениям идеализма, отразившим начавшийся закат капитализма, кризис бурж. рационализма, он характерен и для течений совр. зап. мысли: философии жизни, интуитивизма, прагматизма, экзистенциализма, психоанализа, филос. антропологии. Их представители полагают, что в человеке ведущую творч. роль играет психобиологич. фактор (воля к власти, либидо, жизнен, порыв и т. д.), определяющий поведение личности, ее познават. способности. Функции разума сводятся к тому, чтобы помочь индивиду приспособиться к внешним объектам, оправдать выбранный им способ поведения. И только посредством интуиции, инстинкта, переживания удается постигнуть глубинные процессы жизни и бытия. И. дополняет релит, взгляд на разум как на „отца греха , укрепляет фидеизм. Как правило, мистики, теологи, религ. философы неизбежно склоняются к И., ибо большинство их ставят (подобно Августину или Ансельму) веру и догматы выше знания. „Чтобы обрести бога, нужно отречься от разума , — пишет Кьеркегор, влияние к-рого в 20 в. испытали иррационалисты-теологи неопротест, диалектич. теологии (К. Барт и др.). Марксист, философия отвергает И. Отстаивая права разума, она полагает, что иррациональные явления, к к-рым апеллирует И. в своей аргументации, находят в итоге разумное объяснение в рамках теоретич. исследования.
ИСАИЯ - библ. пророк, к-рому приписывается авторство одной из осн. пророч. книг Библии. Но, как установлено, в книге И. соединены в 5-4 вв. до н. э. 3 разных источника: Первоисаия (гл. 1-39, 8 в. до н. э.), Второисаия (гл. 40-55, 6 в. до н. э.), Третьеисаия (гл. 56-66, 5 в. до н. э.), объединенные истолкованием бедствий др. евреев как справедливого божьего наказания за их нечестие и предсказанием счастливого будущего за почитание бога.
ИСИДА - в др.-егип. религии богиня земного плодородия, воды и ветра, охранительница умерших, мать бога Гора.
ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА - см. Искупление.
ИСКУПЛЕНИЕ - жертвоприношение богам с целью загладить нанесенные им обиды и оскорбления. Понятие И. возн. еще в первобытн. об-ве из антропоморфных представлений о богах, подобно людям, склонных обижаться, мстить и прощать. В христианстве, буддизме, джайнизме понятие И. — один из важнейших догматов. Согласно библ. сказанию, первые люди на земле — Адам и Ева совершили грехопадение, из-за к-рого происходят все бедствия людей. Перво-род. грех так велик, что никакая жертва, исходящая от людей, не в состоянии удовлетворить бога. Поэтому бог из милосердия к людям обрекает насмерть своего сына Иисуса Христа. Эта жертва, по христ. вероучению, примирила бога с людьми, уверовавшими в Христа, и через таинство крещения открыла им путь к спасению. Идея И. служит церкви для утверждения людей в мысли, что только в лоне христ. церкви человек может надеяться на милость божью, на его покровительство. Антигуманизм догмата И. был раскрыт античными критиками христианства, средневек. свободомыслящими, бурж. атеистами 18 в., Л. Фейербахом. Критич. анализ его сущности является важным аспектом атеистич. пропаганды.
ИСКУССТВО И АТЕИЗМ. Зарождение И. относится к древности. Уже в верхнем палеолите люди занимались худож. творчеством, о чем свидетельствуют дошедшие до нас наскальные изображения, предметы мелкой пластики, рисунки на орудиях труда и предметах быта. Хотя мн. изображения той эпохи были связаны с магич. верованиями и обрядами, нельзя согласиться с концепцией магич. происхождения И. Связь между первобытн. магией и худож. творчеством определялась синкретич. недифференцированным характером первобытн. сознания. Эстетич. освоение мира возн. в процессе трудовой деятельности, на основе овладения человеком связями и свойствами окружающего мира. Человек наслаждался самим процессом творчества, овладением каждым предметом, подчинением егосвоим целям, запечатлением в нем своих умений и способностей. Осн. объектом И. является человек. На этой основе и возн. эстетич. освоение действительности и И. как его высш. форма. Итак, И. рождается в процессе свободной, творческой человеч. деятельности. Магия же и религия порождаются бессилием первобытн. людей перед лицом непонятных и враждебных им явлений природы. Следовательно, магия есть порождение и отражение несвободы людей. И. на протяжении длительного историч. периода развивалось в связи с религией и даже включалось церковью в систему религ. культа. Однако в силу своей гуманистич. природы И. неизбежно вступало в конфликт с религией, к-рая была одной из осн. форм духовного порабощения людей. Для христ. церкви, напр., в И. были неприемлемы жизнеутверждающие, оптимистич. тенденции. Онавсегда боролась против всего, что было связано с критич. отношением к действительности. Именно этим, в части., объясняются многочисл. случаи гонений церкви на народное И. (скоморохи на Руси и т. п.). Как в народном, так и в профессиональном И. прошлого всегда были сильны антиклерик., а подчас и антирелиг. тенденции. Напр., в рус. сказках, песнях, пословицах и поговорках высмеиваются не только попы и монахи, но иногда даже бог. Как зап.-европ., так и рус. И. дало блестящие образцы сатирич. произведений. И. занимает важное место в атеистич. воспитании трудящихся в социалистич. об-ве. Эстетич. творчество, возвышая человека, способствует развитию его способностей, формирует здоровые интересы и потребности. Все это перекрывает важные каналы воздействия религии на людей, способствует формированию науч. мировоззрения у трудящихся. В части., большое значение имеет эстетич. сторона социалистич. праздников и обрядов, к-рые являются одной из важных форм удовлетворения эстетич. потребностей масс. Атеистич. тема заняла важное место в сов. И. с первых лет революции. Но если в довоенные годы преобладали агитац. произведения, разоблачавшие реакц. соц. роль религии и деятельность контр-революц. духовенства, то ныне деятелями И. решается задача формирования атеистич. убежденности масс, раскрытия соц.-психологич. конфликтов, вызываемых религией, показа вредного воздействия религ. веры на личность.
ИСКУШЕНИЕ - религ.-мифологич. мотив, встречающийся во мн. религиях и связанный с преодолением героями мифов всевозможных соблазнов со стороны темных и злых сверхъестеств. сил. В эксплуатат. об-ве мотив преодоления И., стремления к добровольному аскетизму выполнял функцию примирения трудящихся с их тяжелым соц. положением.
ИСЛАМ (араб. - покорность), мусульманство - одна из 3 т. н. мир.религий. И. возн. в Аравии в нач. 7 в. в период разложения патриарх.-общин, строя и образования клас. араб, гос-ва. Вероучение И. изложено в Коране, к-рый, согласно мусульм. преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога - Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением И. все сущее в мире создано Аллахом и вес явления и события, к-рые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ И. опирается на пять „столпов веры : исповедание веры — произнесение формулы „Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий , ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязат. благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хаджж). Наряду с др. религ. обрядами и ритуалами, а также ислам, праздниками (курбан-байрам, ураза-байрам, мавлюд) „столпы веры имеют большое значение для сохранения и укрепления влияния религии на верующих. Раз возникнув, И., как и др. религии, не оставался неизменным. В соответствии со сдвигами в обществ, жизни происходило его развитие. Оно нашло отражение в сунне - сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии И. явился его раскол на 2 течения - суннизм и шиизм. После оформления 4 богосл.-юридич. толков (мазхабов) в суннизме и выработки ислам, догматики (10 в.) было признано невозможным дальнейшее развитие теологии, права, морали, соц. установлений. Такая позиция, сохранявшаяся вплоть до 20 в., не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиц. распространения И. В наши дни мн. мусульм. богословы признают крайне вредное воздействие этой концепции на всю обществ, жизнь народов Востока, заявляют, что соц. структуры могут быть изменяемы людьми. Вместе с тем большинство богословов из стран, находящихся в капиталистич. системе хозяйства, либо призывают правоверных возродить порядки мусульм. общины времен пророка Мухаммеда, либо видят единственно возможный путь к процветающему об-ву через введение шариатских норм права и морали. Теологи, выступающие с подобными концепциями, нередко приходят на позиции антикоммунизма. В СССР И. также претерпел заметную эволюцию. Изменилась его политич. ориентация. Духовенство стремится внушить верующим мысль о том, что И. „помогает сов. об-ву строить коммунизм, формировать нового человека. Однако все это не может остановить закономерный процесс ослабления влияний И. на сознание и поведение людей. Последователи И. - мусульмане составляют подавляющее большинство населения мн. стран Азии и Африки. В СССР имеются среди населения Ср. Азии, Казахстана, Азербайджана, Сев. Кавказа, Татарии, Башкирии, Грузии, Армении.
ИСЛАМСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - учение, исходящее из того, что осн. социалистич. принципы содержатся в исламе и начали осуществляться еще в мусульм. общине пророка Мухаммеда. Разные соц. группы вкладывают в понятие И. с. свое содержание. Прогрес, революц.-демократич. силы нередко используют лозунг И. с. для повышения соц. активности мусульм. масс, привлечения их к борьбе за построение нового об-ва. Сторонники бурж. и феод, вариантов И. с. защищают частную собственность, говорят о се „божеств, природе . Они отрицают клас. борьбу, стремятся удержать массы от революц. выступлений. Сторонники бурж. варианта И. с. понимают под ним создание благоприятных условий для развития „собственного капитализма . Сторонники же феод. варианта И. с. выступают против капитализма, за возвращение к докапиталистич. формам эксплуатации. И те и другие заявляют, что их социализм „лучше , чем капитализм и коммунизм, но гл. нападки обрушивают на коммунизм, утверждая, что он насильно „отнимает у людей религию, разрушает нравственность, ликвидирует нац. традиции. Нек-рые защитники капитализма на Западе также выступают в поддержку И. с. как „среднего пути для развивающихся стран, противопоставляют его науч. социализму, видя в нем эффективное средство сохранения „мусульм. стран в орбите капитализма.
ИСМАИЛИТЫ - приверженцы мусульм. шиитской секты, возникшей в сер. 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), к-рого они, в отличие от др. шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной религ.-филос. системе И. заметно влияние неоплатонизма, неопифагореизма, христ. гностицизма и др. Учение И. носило оппозиц. характер в отношении ортодокс, ислама. И. имеются во многих странах распространения ислама, особенно в Индии, Иране, Сев. Афганистане, Вост. Африке, Сирии, а также в Таджик. ССР.
ИСПОВЕДНИК - ]) лицо, исповедующее в грехах; 2) название святого (кроме мучеников) в православии.
ИСПОВЕДЬ, ПОКАЯНИЕ - христ. таинство, к-рое, по религ. представлениям, состоит в том, что верующий, „открыв грехи священнику, получает от него прощение невидимо от самого господа . Происходя из др. очистит, обрядов, И. в христианстве превратилась в эффективное средство духовного влияния на людей. Она открывает перед верующими возможность „освободиться от любых грехов, а следовательно, сохранить перспективу попасть в царство божье после смерти. Это особенно устраивало эксплуатат. классы. к-рые благодаря И. могли без труда замолить самые черные преступления. И. использовало в своих целях эксплуатат. гос-во. Так, в России, в царствование Петра I, был принят указ, обязывавший священников доносить о ставших им известными на И. „преднамеренных злодействах против „службы государевой и церкви . Немало людей оказалось жертвами церк. доносов. И. существует как таинство в католич. и правосл. церквах. Причем в рус. православии наряду с тайной практикуется общая И., когда одновременно каются в своих прегрешениях все верующие, присутствующие в храме. В протест, церквах, отвергших традиц. христ. представление о таинствах, была осуждена и И. Тем не менее протест, богословы и проповедники считают личное покаяние важным средством освобождения от греха в процессе духовного самосовершенствования личности. Правда, оно не носит характера признания перед кем-то своих прегрешений, а является своеобразным „самоотчетом перед богом. Но в какой бы форме ни выступала И., она служит укреплению религиозности людей.
Читайте: |
---|