Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ИНД - ИСП

Понятия и определения - Атеистический словарь

ИНДИФФЕРЕНТИЗМ РЕЛИГИОЗ­НЫЙ - одна из форм свободомыс­лия в отношении религии. Термин ,,И. р. употребляется в сходных, но разных значениях, И. р. часто предполагает безразличие к рели­гии в смысле ее игнорирования при решении практич. или миро-воззренч. проблем и не исключает принятия позитивных нерелиг. ду­ховных ценностей. В досоциалистич. об-вах И. р. создавал предпо­сылки для критич. осмысления и анализа религии. И. р. может ха­рактеризовать безразличие инди­вида к отд. положениям религии при сохранении религ. мировоззре­ния, но может указывать и на без-религ. содержание тех или иных произведений искусства и лит-ры в период „духовной диктатуры церкви . В этом случае свободные от религ. конформизма произведе­ния выражали протест против ре­лигии и прокладывали путь к вы­теснению религ. сознания реали­стическим подходом к миру и человеку. В 18 в. франц. материа­листы сознательно ставят вопрос о необходимости игнорировать ре­лигию при решении соц., науч., нравств. проблем. Здесь за тези­сом „выработать полное равноду­шие по отношению к религии сто­ит активная атеистич. позиция. В 19-20 вв. борьба за безрелиг. культуру выступает как важный элемент бурж. свободомыслия. Лучшие образцы безрелиг. творе­ний духовной культуры социалистич. об-ва, созданных на основе принципов социалистич. реализма, укрепляют позиции атеизма в на­шей стране. И. р. в условиях соци­ализма на уровне обыденного со­знания есть в лучшем случае сти-хийно-материалистич. сознание, для превращения к-рого в комму-нистич. убежденность необходимо воспитать критич. отношение к ре­лигии. Т. о., к понятию И. р. сле­дует подходить конкр.-исторически.

ИНДРА - один из наиболее по­пулярных ведич. богов; первона­чально бог грозы, дождя и грома. Позже стал почитаться как покро­витель царской власти и верхов­ный бог.

ИНДУИЗМ - религия, распростра­ненная в совр. Индии. Вероучение И. сложилось в результате эволю­ции идей ведизма и брахманизма. Возн. в сер. 1 тыс. н. э. С 8 в., ког­да в Индии распространился ислам, „хинду , т. с. „индусами , стали называть тех, кто его не принял. И. сохранил много элементов пер-вобытн. верований: поклонение „священным животным, явлени­ям природы, культ предков и т. п. И. не имеет единой церк. орг-ции, его создание не приписывается к.-л. конкр. основателю. Допуска­ет существование сект и различ­ных толкований религ. положений. Представляя сложный комплекс религ. и филос. воззрений, а также свод предписаний, И. регламенти­рует все права и обязанности чело­века от его рождения до смерти. Обрядности отводится большое место. И. основан на концепции тримурти. Вселенная, все формы жизни созданы Брахмой. Однако культ Брахмы, номинального гла­вы троицы, практически отсутст­вует. Индусы поклоняются 2 др. богам - Вишну и Шиве, и в соот­ветствии с этим И. распадается на 2 осн. течения. В шиваизме суще­ствует наиболее крупная секта пингаятов, почитающих Шиву в виде линги, т. е. фаллоса. С шиваизмом же связано и др. учение о шакти, творческой силе богов, олицетво­ряемой в женском образе (Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.). С др. направлением - вишнуизмом - связано мессианист. учение о периодич. появлении Вишну на земле в различных воплощениях (аватарах). В пантеон И. включен и Будда как десятая аватара Вишну. Для всех направлений И. характерна вера в вечность и богодухновенность Вед и цикличность существо­вания Вселенной, где движение идет по нисходящей линии; вера в вечность и неуничтожимость ду­ши, совершающей странствие (сансара). В соответствии с законом воздаяния, возмездия (карма), ос­вящающим деление об-ва на касты и кастовую иерархию, в жизни человека существует 4 осн. цели: дхарма — исполнение религ., семей­ных и обществ, предписаний; артха (дело, польза) – приобретение и надлежащее использование мате­риальных ценностей; кама - удов­летворение чувств, стремлений, прежде всего чувств, любви: мокша - освобождение от цепи пере­рождений. В наст. вр. И. исповеду­ет 83% населения Индии, он рас­пространен также в Непале, Шри Ланке, Бангладеш, Гайане и др. странах, где проживают выходцы из Индии.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia - милость) - папская гра­мота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совер­шенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католич. церковью. И. обос­новывается богословами тем, что католич. церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совер­шенных Христом, девой Марией и святыми, к-рыми можно покрывать грехи людей.

„ИНИЦИАТИВНИКИ , „прокофьевцы , „отделенцы , „откольники , сторонники т. н. Совета церк­вей ЕХБ - наиболее экстремистск. и антиобществ, течение среди еванг. христиан-баптистов. Возн. в 1960 на почве раскола в Союзе ЕХБ. Организаторами группиров­ки ,,И. выступили ряд фанатично настроенных баптистов, к-рые при­влекались к ответственности за нарушение сов. законов. „И. обвинили руководителей ВСЕХБ в „преступной сделке с властя­ми и „гос. атеизмом . Не в силах понять объективные причины про­цесса секуляризации и угасания религии в социалистич. об-ве, „И. объявили „корнем зла сов. зако­нодательство о религ. культах, „безбожную политику Сов. гос-ва. Встав на путь экстремизма религ., открытого и сознат. наруше­ния сов. законодательства, „И. потребовали неограниченной сво­боды религ. пропаганды и мисси­онерской деятельности за предела­ми молитв, домов, в обществ, ме­стах, приступили к организации коллективного обучения детей ре­лигии в спец. школах, стали под­вергать обряду водного крещения детей 14 — 16 лет, прививать им мысль о необходимости „страданий за Христа . Цель такой дея­тельности - воспитание религ. фа­натиков. Отказываясь от регистра­ции в гос. органах, „И. самочин­но объявили себя „духовным центром еванг. христиан-баптис­тов (т. н. Совет церквей ЕХБ) и потребовали смещения руководст­ва ВСЕХБ. Деятельность „И. по­лучила поддержку (материальную и моральную) со стороны бурж.-клерик. кругов на Западе. Благо­даря идейно-воспитат. работе, направленной на разоблачение ан­тиобществ, и противозаконной деятельности „И. , значит, часть их сторонников порвала со СЦ ЕХБ, вернулась в зарегистриро­ванные общины. Часть общин „И. , признавших сов. законы, за­регистрирована на автон. началах.

ИНИЦИАЦИИ (лат. initiate - по­свящать, вводить в культовые та­инства) - возрастные (или поло­возрастные) посвятительные цере­монии. И. - одна из осн. форм обществ, связи людей на ранне-племен. стадии развития. Цель их - передать общеплемен. нормы жиз­ни поколению, достигшему соц. совершеннолетия. Характер И. оп­ределялся особенностями возраст­ного и полового разделения тру­да, развитостью племен, культов, особенностями религ.-мифологич. представлений. Общая черта И. у разных народов - ритуал, изоля­ция посвящаемых на более или менее длительный срок, сопровож­даемая св. церемониями, часть к-рых составляли моральные и фи-зич. испытания, порой весьма тяго­стные. Пережиточной формой воз­растных инициации в совр. мир. религиях являются церк. конфир­мация юношей и девушек в като­лицизме и протестантизме, христ. таинство крещения, обряд обреза­ния в иудаизме и исламе.

ИНКВИЗИТОР - член или глава спец. трибунала католич. церкви -инквизиции. Верховным И. считал­ся бог, а его заместителем - папа римск. И. действовали в согласии с местн. епископом, с разрешения и в присутствии к-рого велось следствие и выносился приговор, он же председательствовал на аутодафе. Как правило, на должность И. назначались монахи-доминиканцы.

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio - розыск) - трибунал католич. церкви, созданный в 13 в. для борь­бы с ересью. Действовал почти во всех католич. странах на протяже­нии столетий. Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, при­менение пыток, конфискация иму­щества осужденных, распростране­ние осуждения на родственников и потомков до третьего поколения включительно, полный произвол в отношении подследственных. Все эти методы применялись также к женщинам и детям. Осужденно­го облекали в позорящие одежды (санбенито), он должен был прой­ти через мучительную процедуру аутодафе. В качестве наказания применялись публичное отречение, штраф, порка, тюремное заключе­ние, сожжение на костре. Общее число жертв инквизиции исчисля­ется сотнями тысяч, подследствен­ных - миллионами. В истории И. можно выделить несколько перио­дов: начальный (13—15 вв.), когда И. в основном преследовала народ­ные сектант, движения, направлен­ные против феод, порядка (ката­ров, флагеллантов и т. д.); И. в эпоху Возрождения (16-17 вв.), когда террор был направлен в пер­вую очередь против поборников гуманизма, противников папства, ученых, деятелей культуры, науки; И. эпохи Просвещения (18 в.), ког­да преследовали просветителей, сторонников Французской рево­люции. В Испании И. действовала с 13 в., преследуя оппозиционных по отношению к церкви сектан­тов, но особенно активизирова­лась с 1480, когда была создана т. н. Новая И. во главе с домини­канцем Томасом Торквемадой. Новая И. преследовала в первую очередь крещеных евреев (марранов), обвиняемых в привержен­ности к иудаизму, а также мусуль­ман, принявших христианство (морисков), подозревавшихся в тай­ном исповедании ислама. Причины этих преследований носили не только религ., но и политич. и экономич. характер. Во времена кон­кисты Америки исп. корона пере­несла деятельность И. за океан, где она укрепляла власть колони­заторов, преследуя непокорных. Успехи гуманизма, науки и рефор­мации, подрывавшие основы пап­ского влияния, побудили папу Павла III учредить в 1542 „свя­щенную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее свя­щенное судилище . Среди жертв папской И. были Джордано Бруно, Галилео Галилей и мн. др. выдаю­щиеся мыслители и ученые прош­лого. И. была отменена в протест, странах, хотя сами протестанты расправлялись с инакомыслящими теми же методами. Французская революция 1789 положила конец деятельности И. во Франции, а На­полеон отменил ее в завоеванных им странах. После поражения На­полеона И. была в них восстанов­лена, но вскоре окончательно со­шла со сцены. В испанской Амери­ке И. была отменена в ходе войны за независимость (1810-1826). Дольше всего сохранилась папская И., к-рая после ликвидации в 1870 светской власти пап могла дейст­вовать только путем отлучения, проклятий и включения опасных с т. зр. католич. церкви сочинений в „Индекс запрещенных книг . Она служила политич. орудием в борь­бе против соц. прогресса и комму­низма. Под названием Конгрегации св. канцелярии И. просуществова­ла до 1965, когда была преобразо­вана в Конгрегацию вероучения, осуществляющую ряд прежних функций И., но иными методами.

ИННОКЕНТЬЕВЦЫ - последо­ватели христ. секты, возникшей в нач. 20 в. в Молдавии. Ее основа­тель иеромонах Иннокентий вы­ступил с проповедью близкого конца света, объявив себя вопло­щением „св. духа . С помощью за­пугиваний страшным судом он су­мел подчинить себе темных, за­битых людей. Главарь секты на­саждал непримиримое отношение к революц. движению, культиви­ровал монархич. настроения. От­сюда враждебность, с к-рой И. встретили Октябрьскую револю­цию. В секте совершались изуверские обряды, оправдывались само­убийства. В специально устроен­ных „комнатах смерти подверга­лись зверским истязаниям мн. верующие. В годы Сов. власти ру­ководители общин вели антисов. пропаганду, подстрекали верующих к антиобществ, деятельности. Их деяния были разоблачены на открытых судебных процессах, на к-рых было раскрыто подлинное лицо тех, кто пытался использо­вать религию в низменных целях. После этих разоблачений секта практически распалась. В наст. вр. сохраняется лишь несколько мел­ких групп И.

ИНОК - монах в православии; обобщенное наименование мона­шествующих независимо от их сана.

ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗ­МА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕН­НЫХ НАУК  ПРИ  ЦК  КПСС - создан в 1964. Осн. направления работы: комплексное изучение ак­туальных вопросов теории и прак­тики науч. атеизма, координация науч. исследований в стране, под­готовка кадров высш. квалифика­ции. Издает сб. „Вопросы научного атеизма .

ИНТЕРДИКТ (лат. interdictum - за­прещение) - одна из форм ср.-век. церк. наказания в католицизме. И. - полное или частичное (без от­лучения от церкви) временное за­прещение совершать богослужение и обряды религ. налагавшееся па­пой римск. или епископами как на отд. лиц, так и на целую террито­рию (город, страну). И. широко использовался для борьбы с ере­сями.

ИНТЕРЕС РЕЛИГИОЗНЫЙ - см. Потребности религиозные.

ИНТИЧИУМА (слово из языка австрал. племени аранда) - обряды, основанные на вере человека в воз­можность магически воздейство­вать на животное или растение с целью его размножения. Харак­терный для религ. верований або­ригенов Австралии тотемизм свя­зан с верой в кровнородств. отношения между тотемич. группой людей и к.-л. животным или ра­стением. На этой вере основаны церемонии И. В них участвовали взрослые (посвященные) мужчи­ны данного тотема (рода), во вре­мя к-рых исполнялись песни-заклинания, соблюдались определен­ные запреты, выполнялись предпи­санные традицией действа (в т. ч. и поедание тотема). Обряды типа И. известны всем народам, особен­но если их гл. занятиями были охота или животноводство.

ИНТРОНИЗАЦИЯ - торжеств.воз­ведение на престол (трон) вновь избранного папы (в римск.-като­лич. церкви) или патриарха (в пра­вославии); проводится по особо­му ритуалу.

ИНТУИТИВИЗМ - идеалистич. те­чение в философии, видящее в „непосредств. знании - интуиции -высш. форму познания, противо­поставляемую как чувствен, вос­приятию, так и рациональному логич. мышлению. В этой связи И. выступает как разновидность ирра­ционализма. Наибольшее распрост­ранение получил в 19 в. (поздний Шеллинг, Э. Гартман) и 20 в. (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Н. О. Лосский), явившись идеалистич. реак­цией на развитие науки и филосо­фии. Если в теории познания он оказывается односторонней абсо­лютизацией реального познаватель­ного процесса, связанного с актом интуиции, то этический и эстетиче­ский И. выдвигают на первый план соответственно нравств. и эстетич. чувство. В религ. философии И. сливается с мистикой в признании возможности непосредств. позна­ния божества, соединения с ним в акте религ. экстаза.

ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio - созерцание) - способность непосредств. постижения истины. Понятие И. по-разному истолко­вывается в философских учениях. Для мн. мыслителей - эмпириков и рационалистов (Декарт, Спино­за, Локк, Лейбниц, Гегель и др.) И. является особым видом позна­ния. Иначе подходят к проблеме представители интуитивизма и upрационализма (Бергсон, Джемс, Лосский и др.). По их мнению, по­знание подлинной реальности, ос­нову к-рой составляют чистая „длительность , поток сознания или к.-л. др. духовное начало, воз­можно лишь с помощью И., пони­маемой как переживание или вера. Подобные идеи находят заверше­ние в представлениях теологов, для к-рых И. - это чудесное про­зрение, „религ. экстаз , сверхра­зумная, „мистич. сила , позво­ляющая человеку постичь свой внутренний и потусторонний мир в единстве, постичь бога. Маркси­стская философия отвергает мистико-идеалистич. взгляд на И. В то же время она стремится дать научное объяснение природы И. как формы непосредственного зна­ния, вскрыть связи интуитивного и логического, т. е. непосредствен­ного и опосредствованного знания, выводя их взаимозависимость из материально-практической дея­тельности человечества. Всякое знание, каким бы способом оно ни было получено, в конечном счете должно быть подтверждено практикой.

ИОАНН БОГОСЛОВ - согласно христ. преданию, любимейший уче­ник Иисуса Христа, апостол, автор одного из 4-х канонических еван­гелий и Апокалипсиса.

ИОАНН ДАМАСКИН (ок. 675-753) - визант. богослов, первый систематизатор христ. вероучения, представитель греч. патристики. Гл. соч. - трактат „Источник зна­ния , в к-ром И. Д. стремился си­стематизировать и подчинить церк. задачам всю совокупность знаний своего времени. В философии ис­пользовал учение Аристотеля, счи­тая при этом источником истинно­го знания божеств, откровение. Рассматривал философию как слу­жанку богословия. И. Д. был идейн. противником иконоборче­ства, обосновывал культ икон, мо­щей, оправдывал роскошь храмов и материальное богатство церкви.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 350-407) - визант. церк. деятель, та­лантливый проповедник, с 398 - Константинов патриарх. Проповедовал суровый аскетизм, гневно осуждал роскошь и безнравствен­ность, царившие в кругах высш. духовенства и при императорском дворе, утверждая, что это служит причиной опасных для гос-ва на­родных волнений. Яркие по фор­ме (но по существу демагогические) обличит, проповеди И. 3. снискали ему популярность в пле­бейской среде, но восстановили против него придворную знать и церк. иерархов, к-рые и добились в 404 его низложения и ссылки. И. 3. - автор множества богосл. трудов,  проповедей  и  псалмов.

ИОАНН ИТАЛ (вт. пол. 11 в.) - визант. философ. И. с позиций ра­ционализма критиковал церк. уче­ние о боговоплощении, о чудесах Христа, богородице и святых, о со­творении мира из ничего. Мир, по И., творится из вечной материи по идеям как образцам вещей. И. признавал идею переселения душ, отвергая тем самым христ. уче­ние о небесном воздаянии и вос­кресении. В 1082 учение И. было предано анафеме, сам он был со­слан в монастырь.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча) - согласно еванг. ле­генде, возвестил приход мессии — Иисуса Христа и призывал народ к покаянию, нравств. очищению. В евангелиях Нового завета рас­сказывается, что И. К. крестил Иисуса и множество евреев в Иор­дане. Был казнен по приказанию правителя Галилеи Ирода Антипы (римск. ставленника), к-рого об­винял в распутстве. По наущению жены Ирода - Иродиады - ее дочь Саломея упросила будто бы Ирода отдать ей голову И. К., к-рую и поднесли ей на блюде. В основе ле­генды об И. К. лежат действитель­ные события: писатель 1 в. Иосиф Флавий в своем произведении „Иудейские древности (XVIII, 5, 2) упоминает проповедника Иоан­на, казненного Иродом. Ирод опа­сался, „как бы его [Иоанна] ог­ромное влияние на массу не приве­ло к каким-либо осложнениям . В христ. лит-ре есть намеки на то, что у И. К. было свое учение, от­личное от христианства, и свои ученики. Мн. совр. ученые считают, что Иоанн был связан с общи­ной кумранитов, находившейся в районе Иудейской пустыни, и его учение было разновидностью их учения. Образ И. К. играет большую роль в христ. вероуче­нии, в его честь установлено не­сколько церк. праздников ( в т. ч. рождество И. Предтечи и усекно­вение главы И. Предтечи); И. К. является одной из фигур деисуса.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иван Ильич, 1829-1908) - протоиерей, настоятель Андреев­ского собора в Кронштадте, реак­ционер монархич. толка. Один из основателей „Союза рус. народа , автор погромных проповедей и статей, активный поборник контр­революции, участник церк. травли Л. Н. Толстого. Культ И. К. используется реакц. кругами рус. церк. эмиграции в антикоммунистич. пропаганде.

ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ  (Ян Бокелзон, ок. 1509-1536) - глава Мюнстерской коммуны анабапти­стов в Вестфалии на северо-западе Германии (1534-1535). Вступив в 1533 в секту анабаптистов, И. Л. стал ревностным помощником ее вождя Я. Матиса, вместе с ним ру­ководил восстанием в Мюнстере (февраль 1534), проводил преоб­разования в духе идей Т. Мюнцера. После смерти Матиса И. Л. устано­вил теократию. Попытки поднять на восстание население др. го­родов оказались безуспешными. Мюнстер пал после 16 месяцев осады. И. Л. был пленен и казнен.

ИОАННИТЫ - фанатичные почита­тели одного из крайне реакц. дея­телей рус. православия Иоанна Кронштадтского (1829-1908), объединившиеся в секту, к-рая сделала его объектом своего по­клонения. Проповедовали близ­кий конец света, страшный суд, разделяли монархич. идеи. Широ­кого распространения секта не по­лучила, ее ряды быстро таяли. В наст. вр. имеются лишь отд. ее последователи.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (ок. 1132-1202) - итал. монах, основатель крестьянско-плебейской хилиа-стич. ереси, последователи к-рой назывались иоахимитами. По И. Ф., 3 лицам христ. троицы соответст­вуют 3 эры, последняя из к-рых будет царством св. духа, т. е. веч­ной справедливости, мира и прав­ды („Вечное евангелие ). И. Ф. клеймит церковь с ее алчностью, властолюбием и участием в угне­тении простого народа. Преследуе­мое церковью учение И. Ф. оказа­ло значит, влияние на ереси гуси­тов, амальрикан, анабаптистов идр.

ИОМ-КИПУР, судный день, день всепрощения - иуд. праздник, от­мечается через 10 дней после иуд. Нового года (рош-хашана). Соглас­но учению раввинов, в течение этих 10 дней (они называются днями покаяния) Яхве проверяет дела всех людей и готовит свое окон­чат, решение о судьбе каждого че­ловека на предстоящий год, к-рое и объявляет в И.-К. От молитв в рош-хашана и И.-К. зависит яко­бы благополучие, удача и здоровье людей в течение всего наступивше­го года. Чтобы усилить свое влия­ние на верующих, раввины называ­ют рош-хашана и И.-К. „страшными днями . К ним, учат они, надо готовиться в течение месяца, со­блюдая посты, вознося молитвы и т. д. Празднование И.-К. призвано вызывать у верующих слепой страх перед богом и его наместниками на земле.

ИОРДАНЬ - так в России называ­ли прорубь, вырубленную для ос­вящения воды в праздник креще­ния господня.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Санин, ок. 1439-1515) - церк. и обществ, деятель Моск. гос-ва, игумен и основатель Волоколам­ского монастыря, богослов и пуб­лицист. И. В. пытался обосновать божеств. происхождение княже­ской власти и ее приоритет как в светских, так и в церк. делах. В книге „Просветитель , направ­ленной против антифеод, новг.-моск, ереси, И. В. отстаивал прин­цип неприкосновенности церк.-мо-настыр.   собственности;   боролся против великокняжеских стремле­ний провести секуляризацию церк. землевладения и против нестяжа­телей. Возглавляемое И. В. церк.-политич. направление, получившее название осифлянства, было под­держано Иваном IIIи поместн. со­бором 1503.

ИОСИФ ФЛАВИЙ (37 - ок. 95) - иуд.-римск. историк, автор „Иу­дейской войны , „Иудейских древностей и др. соч., имевших целью возбудить у римск. влас­тей сочувствие к евр. народу, потерпевшему поражение в Иудей­ской войне, защитить и поднять престиж иудаизма. В период вой­ны с Римом И. был военачальни­ком. Видя неизбежность пораже­ния иудеев, сдался в плен, стал придворным историографом Фла­виев. Книги И. являются ценным источником по истории эпохи, предшествовавшей и современной возникновению христианства.

ИОСИФЛЯНЕ - см. Осифляне.

ИПАТИЯ - см. Гипатия.

ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis - сущность, основание) - в христ. теологии понятие, характеризую­щее особенности каждого из 3 лиц троицы. Правосл. богословие ут­верждает, что различие И. пред­ставляет тайну, недоступную ло­гике, но способную приобщить че­ловека к созерцанию „пресвятой троицы.

ИППОКРЕНА, или Гиппокрена (греч. Шррокгēпē - источник ко­ня) - в др.-греч. мифологии ключ, забивший из скалы на вершине го­ры Геликон в Беотии от удара копыта крылатого коня Пегаса. Во­круг И. якобы водили хороводы музы, а поэты черпали в ее водах свое вдохновение.

ИРИНЕЙ (перв. пол. 2 в. - нач. 3 в.) — епископ Лионский, один из христ. отцов церкви. В своем соч. „Обличение и опровержение уче­ния, ложно именующего себя зна­нием („Против ересей ) высту­пил против гностиков и заложил основы христ. догматики.

ИРОД I ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 до н. э.) - иуд. царь (40-4до н. э.). Овладел троном с помощью римск. войск, уничтожив последних пред­ставителей макковейской дина­стии. Это вызвало оппозицию со стороны различных соц. слоев на­селения страны. В Новом завете ему приписывается „избиение мла­денцев при известии о рождении Иисуса Христа.

ИРОДИАДА (7-39) - жена Ирода Филиппа, затем его брата Ирода Антипы. Согласно евангелиям, с помощью второго мужа и дочери Саломеи добилась казни Иоанна Крестителя, обвинявшего ее в пре­любодеянии.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - воззрение, согласно к-рому познават. воз­можности разума (науч.-теоретич. мышления) ограничены, а потому с его помощью нельзя постичь сущность действительности. И. присущ направлениям идеализма, отразившим начавшийся закат ка­питализма, кризис бурж. рациона­лизма, он характерен и для тече­ний совр. зап. мысли: философии жизни, интуитивизма, прагматиз­ма, экзистенциализма, психоанали­за, филос. антропологии. Их пред­ставители полагают, что в челове­ке ведущую творч. роль играет психобиологич. фактор (воля к власти, либидо, жизнен, порыв и т. д.), определяющий поведение личности, ее познават. способности. Функции разума сводятся к тому, чтобы помочь индивиду приспосо­биться к внешним объектам, оп­равдать выбранный им способ по­ведения. И только посредством интуиции, инстинкта, переживания удается постигнуть глубинные процессы жизни и бытия. И. до­полняет релит, взгляд на разум как на „отца греха , укрепляет фидеизм. Как правило, мистики, теологи, религ. философы неиз­бежно склоняются к И., ибо большинство их ставят (подобно Августину или Ансельму) веру и догматы выше знания. „Чтобы обрести бога, нужно отречься от разума , — пишет Кьеркегор, влияние к-рого в 20 в. испытали иррационалисты-теологи   неопротест, диалектич. теологии (К. Барт и др.). Марксист, философия от­вергает И. Отстаивая права разу­ма, она полагает, что иррациональ­ные явления, к к-рым апеллирует И. в своей аргументации, находят в итоге разумное объяснение в рамках   теоретич.   исследования.

ИСАИЯ - библ. пророк, к-рому приписывается авторство одной из осн. пророч. книг Библии. Но, как установлено, в книге И. соединены в 5-4 вв. до н. э. 3 разных источ­ника: Первоисаия (гл. 1-39, 8 в. до н. э.), Второисаия (гл. 40-55, 6 в. до н. э.), Третьеисаия (гл. 56-66, 5 в. до н. э.), объединенные истолкованием бедствий др. евре­ев как справедливого божьего на­казания за их нечестие и предска­занием счастливого будущего за почитание бога.

ИСИДА - в др.-егип. религии бо­гиня земного плодородия, воды и ветра, охранительница умерших, мать бога Гора.

ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА - см. Искупление.

ИСКУПЛЕНИЕ - жертвоприноше­ние богам с целью загладить нане­сенные им обиды и оскорбления. Понятие И. возн. еще в первобытн. об-ве из антропоморфных пред­ставлений о богах, подобно людям, склонных обижаться, мстить и прощать. В христианстве, буддиз­ме, джайнизме понятие И. — один из важнейших догматов. Согласно библ. сказанию, первые люди на земле — Адам и Ева совершили грехопадение, из-за к-рого проис­ходят все бедствия людей. Перво-род. грех так велик, что никакая жертва, исходящая от людей, не в состоянии удовлетворить бога. Поэтому бог из милосердия к лю­дям обрекает насмерть своего сына Иисуса Христа. Эта жертва, по христ. вероучению, примирила бога с людьми, уверовавшими в Христа, и через таинство креще­ния открыла им путь к спасению. Идея И. служит церкви для утвер­ждения людей в мысли, что только в лоне христ. церкви человек мо­жет надеяться на милость божью, на его покровительство. Антигу­манизм догмата И. был раскрыт античными критиками христианст­ва, средневек. свободомыслящи­ми, бурж. атеистами 18 в., Л. Фей­ербахом. Критич. анализ его сущ­ности является важным аспектом атеистич. пропаганды.

ИСКУССТВО И АТЕИЗМ. Зарож­дение И. относится к древности. Уже в верхнем палеолите люди занимались худож. творчеством, о чем свидетельствуют дошедшие до нас наскальные изображения, предметы мелкой пластики, ри­сунки на орудиях труда и предме­тах быта. Хотя мн. изображения той эпохи были связаны с магич. верованиями и обрядами, нельзя согласиться с концепцией магич. происхождения И. Связь между первобытн. магией и худож. твор­чеством определялась синкретич. недифференцированным характе­ром первобытн. сознания. Эстетич. освоение мира возн. в процессе трудовой деятельности, на основе овладения человеком связями и свойствами окружающего мира. Человек наслаждался самим про­цессом творчества, овладением каждым предметом, подчинением егосвоим целям, запечатлением в нем своих умений и способ­ностей. Осн. объектом И. является человек. На этой основе и возн. эстетич. освоение действительно­сти и И. как его высш. форма. Итак, И. рождается в процессе свободной, творческой человеч. деятельности. Магия же и религия порождаются бессилием перво­бытн. людей перед лицом непо­нятных и враждебных им явлений природы. Следовательно, магия есть порождение и отражение не­свободы людей. И. на протяжении длительного историч. периода раз­вивалось в связи с религией и даже включалось церковью в сис­тему религ. культа. Однако в силу своей гуманистич. природы И. неизбежно вступало в конфликт с религией, к-рая была одной из осн. форм духовного порабоще­ния людей. Для христ. церкви, напр., в И. были неприемлемы жизнеутверждающие, оптимистич. тенденции. Онавсегда боролась против всего, что было связано с критич. отношением к дейст­вительности. Именно этим, в части., объясняются многочисл. случаи гонений церкви на народное И. (скоморохи на Руси и т. п.). Как в народном, так и в профес­сиональном И. прошлого всегда были сильны антиклерик., а под­час и антирелиг. тенденции. Напр., в рус. сказках, песнях, послови­цах и поговорках высмеиваются не только попы и монахи, но иногда даже бог. Как зап.-европ., так и рус. И. дало блестящие образцы сатирич. произведений. И. занимает важное место в атеистич. воспитании трудящихся в социалистич. об-ве. Эстетич. творчество, возвышая человека, способствует развитию его спо­собностей, формирует здоровые интересы и потребности. Все это перекрывает важные каналы воз­действия религии на людей, спо­собствует формированию науч. мировоззрения у трудящихся. В части., большое значение имеет эстетич. сторона социалистич. праз­дников и обрядов, к-рые являют­ся одной из важных форм удов­летворения эстетич. потребностей масс. Атеистич. тема заняла важ­ное место в сов. И. с первых лет революции. Но если в довоенные годы преобладали агитац. произ­ведения, разоблачавшие реакц. соц. роль религии и деятельность контр-революц. духовенства, то ныне деятелями И. решается задача фор­мирования атеистич. убежденности масс, раскрытия соц.-психологич. конфликтов, вызываемых рели­гией, показа вредного воздействия религ. веры на личность.

ИСКУШЕНИЕ - религ.-мифологич. мотив, встречающийся во мн. ре­лигиях и связанный с преодолени­ем героями мифов всевозможных соблазнов со стороны темных и злых сверхъестеств. сил. В эксплуатат. об-ве мотив преодоления И., стремления к добровольному аскетизму выполнял функцию примирения трудящихся с их тя­желым соц. положением.

ИСЛАМ (араб. - покорность), му­сульманство - одна из 3 т. н. мир.религий. И. возн. в Аравии в нач. 7 в. в период разложения патри­арх.-общин, строя и образования клас. араб, гос-ва. Вероучение И. изложено в Коране, к-рый, со­гласно мусульм. преданию, был ниспослан Аллахом пророку Му­хаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога - Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. В соответ­ствии с вероучением И. все сущее в мире создано Аллахом и вес явления и события, к-рые про­изошли и произойдут во Вселен­ной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ И. опирается на пять „стол­пов веры : исповедание веры — произнесение формулы „Нет бо­жества кроме Аллаха, и Мухам­мед - посланник божий , ежед­невная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязат. благотворительность (закят), па­ломничество в Мекку (хаджж). Наряду с др. религ. обрядами и ритуалами, а также ислам, празд­никами (курбан-байрам, ураза-байрам, мавлюд) „столпы веры имеют большое значение для со­хранения и укрепления влияния религии на верующих. Раз воз­никнув, И., как и др. религии, не оставался неизменным. В соот­ветствии со сдвигами в обществ, жизни происходило его развитие. Оно нашло отражение в сунне - сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии И. явился его раскол на 2 течения - суннизм и шиизм. После оформления 4 богосл.-юридич. толков (мазхабов) в суннизме и выработки ислам, догматики (10 в.) было признано невозможным дальнейшее разви­тие теологии, права, морали, соц. установлений. Такая позиция, со­хранявшаяся вплоть до 20 в., не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиц. распро­странения И. В наши дни мн. мусульм.   богословы   признают крайне вредное воздействие этой концепции на всю обществ, жизнь народов Востока, заявляют, что соц. структуры могут быть изме­няемы людьми. Вместе с тем боль­шинство богословов из стран, на­ходящихся в капиталистич. систе­ме хозяйства, либо призывают правоверных возродить порядки мусульм. общины времен пророка Мухаммеда, либо видят единствен­но возможный путь к процветаю­щему об-ву через введение шари­атских норм права и морали. Тео­логи, выступающие с подобными концепциями, нередко приходят на позиции антикоммунизма. В СССР И. также претерпел замет­ную эволюцию. Изменилась его политич. ориентация. Духовенство стремится внушить верующим мысль о том, что И. „помогает сов. об-ву строить коммунизм, формировать нового человека. Однако все это не может остано­вить закономерный процесс ослаб­ления влияний И. на сознание и поведение людей. Последователи И. - мусульмане составляют по­давляющее большинство населе­ния мн. стран Азии и Африки. В СССР имеются среди населения Ср. Азии, Казахстана, Азербайджа­на, Сев. Кавказа, Татарии, Башки­рии, Грузии, Армении.

ИСЛАМСКИЙ   СОЦИАЛИЗМ    - учение, исходящее из того, что осн. социалистич. принципы содер­жатся в исламе и начали осущест­вляться еще в мусульм. общине пророка Мухаммеда. Разные соц. группы вкладывают в понятие И. с. свое содержание. Прогрес, революц.-демократич. силы нередко используют лозунг И. с. для повы­шения соц. активности мусульм. масс, привлечения их к борьбе за построение нового об-ва. Сторон­ники бурж. и феод, вариантов И. с. защищают частную собственность, говорят о се „божеств, природе . Они отрицают клас. борьбу, стре­мятся удержать массы от революц. выступлений. Сторонники бурж. варианта И. с. понимают под ним создание благоприятных условий для развития „собственного капи­тализма .  Сторонники же феод. варианта И. с. выступают против капитализма, за возвращение к докапиталистич. формам эксплуата­ции. И те и другие заявляют, что их социализм „лучше , чем капи­тализм и коммунизм, но гл. на­падки обрушивают на коммунизм, утверждая, что он насильно „отни­мает у людей религию, разрушает нравственность, ликвидирует нац. традиции. Нек-рые защитники ка­питализма на Западе также высту­пают в поддержку И. с. как „сред­него пути для развивающихся стран, противопоставляют его науч. социализму, видя в нем эффективное средство сохранения „мусульм. стран в орбите капи­тализма.

ИСМАИЛИТЫ - приверженцы му­сульм. шиитской секты, возник­шей в сер. 8 в. и названной по име­ни Исмаила (старшего сына шесто­го шиитского имама Джафара Садыка), к-рого они, в отличие от др. шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной религ.-филос. системе И. заметно влияние неоплатонизма, неопифа­гореизма, христ. гностицизма и др. Учение И. носило оппозиц. харак­тер в отношении ортодокс, исла­ма. И. имеются во многих странах распространения ислама, особенно в Индии, Иране, Сев. Афганистане, Вост. Африке, Сирии, а также в Таджик. ССР.

ИСПОВЕДНИК - ]) лицо, испове­дующее в грехах; 2) название святого (кроме мучеников) в пра­вославии.

ИСПОВЕДЬ, ПОКАЯНИЕ - христ. таинство, к-рое, по религ. пред­ставлениям, состоит в том, что верующий, „открыв грехи священ­нику, получает от него прощение невидимо от самого господа . Происходя из др. очистит, обрядов, И. в христианстве превратилась в эффективное средство духовно­го влияния на людей. Она откры­вает перед верующими возмож­ность „освободиться от любых грехов, а следовательно, сохранить перспективу попасть в царство божье после смерти. Это особенно устраивало   эксплуатат.   классы. к-рые благодаря И. могли без труда замолить самые черные преступления. И. использовало в своих целях эксплуатат. гос-во. Так, в России, в царствование Петра I, был принят указ, обязы­вавший священников доносить о ставших им известными на И. „преднамеренных злодействах против „службы государевой и церкви . Немало людей оказалось жертвами церк. доносов. И. су­ществует как таинство в католич. и правосл. церквах. Причем в рус. православии наряду с тайной прак­тикуется общая И., когда одно­временно каются в своих прегре­шениях все верующие, присутст­вующие в храме. В протест, церк­вах, отвергших традиц. христ. представление о таинствах, была осуждена и И. Тем не менее про­тест, богословы и проповедники считают личное покаяние важным средством освобождения от греха в процессе духовного самосовер­шенствования личности. Правда, оно не носит характера признания перед кем-то своих прегрешений, а является своеобразным „само­отчетом перед богом. Но в какой бы форме ни выступала И., она служит укреплению религиозности людей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ЖЕН - ЖУР

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ - пробле­ма, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, рас­крывающем сущность религ. пред­ставлений о Ж. Согласно им, Ж. - существо неполноценное, создан­ное богом для подчинения му...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...