Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ИСТ - ИШТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛО­ВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ­ВАХ — религиозно-пропаганд. центр в США. Основан и возглав­ляется ярым антикоммунистом Благославом Хрубы. Выпускает периодич. издание „Религия в стра­нах с коммунистическим влияни­ем , распространяемое во мн. странах мира и содержащее клеветнич. измышления о нарушени­ях свободы совести в социалистич. и развивающ. странах. Является одним из звеньев в системе кле-рикальн. антикоммунизма.

ИСТИНА - см. Теория познания.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕР­КОВЬ (ИПЦ) - контррсволюц. группировка, созданная реакц. правосл. духовенством для борь­бы с Сов. властью под прикры­тием религии. Решительно осудив переход Рус. правосл. церкви на позиции лояльности к Сов. гос-ву, антисоветски настроенная часть духовенства объединилась вокруг ленинградского митрополита Ио­сифа (Петровых), заявив о своей непримиримости к „власти анти­христа . В 1928 была предприня­та попытка создать центр, руково­дящий общинами ИПЦ. Пропове­дуя идею восстановления монархич. строя в России, руководите­ли ИПЦ насаждали культ членов царской семьи, требовали от ве­рующих отказа от к.-л. сотрудни­чества с Сов. властью. Они пыта­лись организовывать антисов. вы­ступления своих приверженцев, осуществлять террористич. акты против активистов. В условиях строгой конспирации создавались домашние церкви, служившие очагами распространения антисов. идей под религ. флагом. Однако с укреплением социалистич. строя лидеры ИПЦ постепенно утрачи­вали влияние на верующих, среди к-рых было немало обманутых людей, не сумевших разобраться в истинном характере этой орг-ции. В наст. вр. под влиянием социа­листич. действительности происхо­дит быстрый распад общин ИПЦ, к-рые состоят преимущественно из пожилых людей, не проявляю­щих к.-л. активности.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ИПХ) - правосл. секта монарх ич. ориентации, об­щины к-рой возн. в 30-х гг. после распада ряда сектант, группиро­вок, носивших откровенно анти­сов. характер (федоровцы, чердашники, краснодраконовцы и др.). В состав общин ИПХ вошли бывшие кулаки, крестьяне-едино­личники, не принявшие коллекти­визации. ОбъявивРус. правосл. церковь, перешедшую на позиции лояльности к Сов. власти, „слу­жанкой антихриста , главари сек­ты противопоставили ее линии „заветы патриарха Тихона, с име­нем к-рого связана церк. контр­революция. Они проповедовали самоизоляцию верующих, отказ от работы в колхозах, в гос. учреж­дениях, запугивая верующих близ­ким концом света и карами rocподними за отступничество от „ис­тинной веры , сотрудничество с „властью антихриста . Ратовали за восстановление монархич. строя в России. В годы Великой Отечест­венной войны сотрудничали с фа­шистскими оккупантами, связы­вая с ними надежды на реставра­цию капиталистич. порядков. В послевоенные годы в условиях дальнейшего развития социализма процесс распада общин ИПХ уско­рился. В наст. вр. существуют лишь небольшие локальные груп­пы  последователей   этой  секты.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ (ИПХС) - течение в старообряд­честве, возн. во вг. пол. 18 в. из беспоповского толка. Пропове­дуя близкий конец света, ИПХС требуют от верующих разрыва с об-вом, в к-ром якобы царствует антихрист, уклонения от гос. по­винностей, гражд. обязанностей и адм. установлений (платежа нало­гов, военной службы, получения документов как „явных знаков антихриста и т. п.). Возможность полной реализации этих требова­ний секта усматривает в ведении скрытного образа жизни и стран­ствовании. Члены секты крайне нетерпимо относятся ко всем др. религ. течениям. Организационно секта делится на актив (руководи­телей) и „благодетелей (последо­вателей), первые живут на неле­гальном положении, вторые прожи­вают легально и содержат тайные молельни, кельи, склады продо­вольствия и т. д.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - тече­ние в богосл. историографии первонач. христианства кон. 19 - нач. 20 в., поставившее перед со­бой задачу обоснования историч­ности Иисуса Христа с помощью средств текстологич. анализа Биб­лии и др. источников. И. ш. разви­валась в русле Тюбингенскоп шко­лы и является разновидностью модернизма в богословии. Пред­ставители И. ш. выступали против важнейших фактов, установлен­ных историч. наукой, а внутри богосл. историографии - против положений   мифологич.   школы. И. ш. получила распространение в основном среди протест, бого­словов. В своих работах Э. Ренан, В. Вреде, Ю. Вельхаузен, В. Вейс пытались установить последова­тельность появления книг Нового завета. Они пришли к выводу, разделяемому мн. учеными, что наиболее раннее из евангелий -от Марка. Э. Леруа, А. Луази, Л. Дюшен, А. Ритчль, А. Гарнак пытались укрепить позиции рели­гии и спасти „основателя хрис­тианства путем символич. истол­кования Библии. Ф. К. Конибер, И. Клаузнер, Р. И. Эйслер тщатель­но проанализировали свидетельст­ва евр., греко-римск. авторов с целью найти доказательства исто­ричности Христа. Однако найти та­кие доказательства им не удалось. Сторонники И. ш. внесли ©преде-ленный вклад в исследование библ. книг, особенно евангелий, хотя не смогли до конца отказаться от противоречий еванг. мифа, что обусловлено идеалистич. методо­логией их исследований.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИ­ГИИ - см. Корни религии.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА­ЛИЗМ - наука об общих законах развития, о структуре и движущих силах об-ва. И. м. - неотъемлемая часть марксистско-ленинской фи­лософии, возникшая как распро­странение филос. материализма на познание человеч. об-ва. Рас­сматривая развитие об-ва как естеств.-историч. процесс, И. м. открывает объективные законы обществ, развития, что делает очевидной несостоятельность ре­лиг. концепции историч. процесса. Об-во развивается по его собствен­ным объективным законам и не нуждается ни в каком божеств, предначертании или вмешательст­ве „руки божьей . Осн. положение И. м. об определяющем влиянии обществ, бытия, и в первую оче­редь материального производства, на обществ, сознание составляет теоретич. и методологич. основу науч. атеизма, рассматривающего религию как особую форму об­ществ, сознания. И. м. позволяет: ]) увидеть в религии отражение превратного обществ, бытия и тем самым, 2) вскрыть соц. корни религии, 3) осуществить подлинно историч. подход к религии, т. с. происходящие в ней изменения вывести из изменений в обществ, бытии, 4) выявить надстроечный характер религии, 5) обнаружить относит, самостоятельность религ. сознания и культа по отношению к обществ, бытию, 6) наметить и осуществить наиболее эффектив­ные пути и методы преодоления религии, заключающиеся гл. обр. в коренном изменении тех усло­вий соц. бытия, к-рые воспроиз­водят религию. Все это качествен­но отличает науч. атеизм от дона­учного, базировавшегося (даже у домарксистских материалистов) на идеалистич. понимании об-ва. И. м. лежит в основе марксистско-ленинской социологии религии, теории и практики науч.-атеистич. воспитания.

ИСТОРИЯ АТЕИЗМА - раздел атеизма, изучающий закономерно­сти возникновения, становления и развития атеистич. идей. На всех этапах историч. развития атеистич. идеи были непосредственно связа­ны с материалистич. философией, достижениями в области естсств. и гуманитарных наук, с обществ, прогрессом. И. а. - это история борьбы науки с различными фор­мами иллюзорного отражения действительности, с религ.-идеалистич. миропониманием за утверж­дение науч.-материалистич. миро­воззрения. Для науч. И. а. харак­терен, во-первых, конкр.-историч. подход к анализу различных ате­истич. учений, выяснение их исто­рич. роли и обществ.-политич. зна­чимости в борьбе за раскрепоще­ние сознания народных масс от любых форм духовного гнета. В этой связи И. а. строго придер­живается принципа историч. дос­товерности, непосредств. связи рассматриваемых идей с особен­ностями обществ, сознания изуча­емой эпохи, с ролью и значением атеизма в формировании прогрес. идей своего времени. Во-вторых, науч. И. а. опирается на принцип преемственности,  т.  е. усвоения всего ценного в атеистич. воззре­ниях, накопленных на предшест­вующих этапах развития об-ва. В-третьих, И. а. рассматривает идеи в развитии и обогащении на различных этапах обществ, исто­рии, учитывая их непосредств. связь с интересами прогрес. клас­сов и социальных групп. И. а. отражает общую тенденцию ду­ховного прогресса человечества и является важнейшим элементом духовной культуры. Анализ атеис­тич. идей прошлого получил широ­кое распространение в материали­стич. философии 17-18 вв. Пьер Бейль в своем „Историческом и критическом словаре дал высо­кую оценку атеистич. воззрениям античных материалистов. Франц. материалисты 18 в. подчеркивали выдающуюся роль своих пред­шественников и современников в формировании атеистич. пред­ставлений. Совр. бурж. и клерик. историография фальсифицирует и искажает И. а., пытаясь свести се к истории политич. борьбы. Мно-гочисл. исследования сов. и зару­бежных ученых-марксистов рас­крывают закономерности станов­ления и развития атеистич. учений (см. Атеизм в рабовладельческом об-ве, Возрождение, Свободомыс­лие в феодальном об-ве, Просве­щение, Атеизм буржуазный, Ате­изм рус. революц. демократов, Атеизм марксистский).

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ - науч. дис­циплина, исследующая историю возникновения и развития рели­гии в целом и отд. ее деномина­ций. И. р. охватывает весь комп­лекс обществ, явлений, связанных с религией: идеологию и догмати­ку, культ, церк. институты. Идео­логи мир. религий отрицают, что религия имеет историю, настаива­ют на том, что она является про­дуктом божеств, откровения, да­ется людям богом в совершенном и законченном виде и не нуждает­ся в развитии. С др. стороны, те школы бурж.-идеалистич. религио­ведения, к-рые придерживаются принципа историзма в отношении религии, пытаются строить ее исто­рию как нечто самодовлеющее, как  спонтанный процесс, протекающий под определяющим влия­нием ее собственных внутр. зако­номерностей. Марксистское рели­гиоведение, рассматривая религию как идеологич. надстройку над непрестанно развивающимся мате­риальным базисом, видит осн. движущую силу развития религии, а следовательно, ее истории в раз­витии фантастически отражаемого ею обществ, бытия. „...Всякая история религии, абстрагирующая­ся от этого материального бази­са, - некритична (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 383, прим.). Однако зависимость рели­гии от базиса не является прямой и непосредственной. Из всех идео­логич. надстроек религия „всего дальше отстоит от материальной жизни и кажется наиболее чуж­дой ей (там же, т. 21, с. 313). Исследуя И. р., необходимо ви­деть относит, самостоятельность и внутр. логику развития религии. И в то же время, рассматривая мас. религ. движения, необходимо выявлять то соц. содержание, к-рое облеклось в них в религ. форму. И. р. дает богатый мате­риал для атеистич. воспитания, показывая, как на различных эта­пах развития об-ва проявлялась реакц. роль религии, тормозившая прогрес. обществ, развитие. Боль­шой атеистич. потенциал содер­жится в раскрытии таких явлений в истории церквей, как инквизи­ция, войны религ. и т. д.

ИСХОД - вторая книга Пяти­книжия Моисеева, сост. части Вет­хого завета. В И. излагается библ. предание о том, как др. евреи, по­павшие в рабство к егип. фараону, были выведены из Египта по воле бога Яхве пророком Моисеем, к-рый совершал для этого различ­ные чудеса, а также о том, как бог Яхве вручил Моисею на горе Си­най „Закон (в т. ч. заповеди). Библ. рассказ об И., по мнению историков, - миф, к-рый, вероят­но, восходит к нек-рым историч. фактам, связанным с борьбой др.-евр. племен за овладение Па­лестиной.

ИУДА ИСКАРИОТ (от др.-евр. Иш Кариот - человек из Кариота) - согласно библ. мифу, один из 12 апостолов Иисуса Христа, к-рый предал учителя за 30 среб­реников (мелких монет). Образ И. И. стал символом предатель­ства.

ИУДАИЗМ - религия, распростра­ненная среди евреев. И. возн. во 2 тыс. до н. э. на основе поли-теистич. верований и обрядов ко­чевых евр. племен Сев. Аравии, а после завоевания ими в 13 в. до н. э. Палестины впитал в себя религ. представления места, зем­ледельческих народов. Культ Яхве, бога племени Иуды (отсюда - И.), сыгравшего гл. роль в становле­нии др.-евр. гос-ва в нач. 10 в. до н. э. и выдвинувшего из своей среды  династию  первых  царей, превратился   в   общегос.   культ, а впоследствии - в культ единого бога, управляющего миром. Моно-теистич.   представления   укрепи­лись в И. лишь в 1 в. н. э. В И. очень рано складываются представления   о   „богоизбранности народа Израиля, а с 8 в. до н. э. в условиях надвигавшегося внеш­него порабощения - о будущем приходе „божеств, спасителя -мессии.     Пятикнижие     Моисея (Тора)     письменно    закрепило (444 до н. э.) складывавшиеся на протяжении    веков    верования. Др. период истории И. („библей­ский ) завершился во 2 в. до н. э., когда   складывается  Библия   - свод иуд. св. книг христиан­стве - Ветхий завет). Последую­щий период в истории И. длился до нач. 19 в. и может быть опре­делен как раввинско-талмудический. В этот период раввинами („законоучителями )   на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев в  феод.   мире было завершено составление второго по значению после Библии источника иуд. веро­учения — Талмуда (3—5 вв. н. э.). В Талмуде нашли отражение но­вые религ. идеи: вера в загроб­ный мир, посмертное воздаяние, в воскресение мертвых. В нем изложена    иуд.   ангелология   и демонология, т. е. представления о добрых и злых божествах, что является в И. отзвуком политеистич. верований и делает услов­ным его монотеистич характер. Талмуд закрепил систему обреме­нительной религ. обрядности, к-рая связывает поведение верую­щего 613 предписаниями. В этот период складывается та форма И., к-рая считается ортодоксаль­ной или традиционной. Следую­щий этап в развитии И. наступил в нач. 19 в. и был связан с бурж.-правовой эмансипацией евреев в странах Зап. Европы. Возникает первая бурж. разновидность иуд. религии — реформированный И. Идеологи реформы отказались от связи догмата о мессии с представ­лениями о возврате евреев в Па­лестину и возрождении евр. гос-ва и объявили И. „универсальным этич. учением. Они отбросили мн. обрядовые предписания И. и приб­лизили иуд. культ к протестант­скому. В нач. 20 в. в И. возникает т. н. консерв. направление. Консерв. теологи провозгласили „по­зитивное отношение к религ. традициям и выступили за тесный союз И. с сионизмом. Активиза­ция попыток задержать отход трудящихся от религии породила в 30-х гг. 20 в. на Западе новое направление в И. — реконструкционизм. Пытаясь укрепить пози­ции И., реконструкционисты про­возгласили И. „евр. цивилизацией , к-рая определяет якобы нац. при­надлежность личности. На основе использования клерик.-сионист. постулатов они разработали демагогич. соц. программу, направлен­ную на подчинение евр. трудящих­ся капиталистам и раввинам. Ру­ководители И. на Западе - вопре­ки воле мн. рядовых верующих — объявили о поддержке сионизма, а с 1976 начали организационно объединяться с т. н. всемирн. сио­нистской орг-цией. Наиболее силь­ными позициями иуд. клерика­лизм обладает в Израиле, где раввинск. орг-ции имеют огромное влияние в политике и обществ, жизни. В СССР И. существует в основном в ортодокс, форме и, как и др. религии, переживает глубокий кризис.

ИУДЕЙСКОЕ ПРАВО - совокуп­ность законоположений, изложенных в источниках иуд. вероуче­ния - Библии и Талмуде, а также в нек-рых др. книгах (напр., Шулхан-Арух, 16 в.). Наиболее полное выражение И. п. получило в Талмуде. В его разделе Незикин (Повреждение) рассматриваются различные вопросы уголовного и гражд. права, раздел Нашим (Же­ны) целиком посвящен семейно-правовой проблематике. Культо­вый кодекс И. п. регламентирует поведение верующего огромным количеством различных предписа­ний (613) и целиком подчиняет его раввинско-религ. влиянию. И. п. защищает интересы эксплуатат. верхушки и обращено против трудящихся. И. п. закрепляет, кроме того, неравенство женщи­ны, дискриминирует ее в обществ, и семейной сферах.

ИУДЕОХРИСТИАНЕ - принятое в науке название раннехрист. групп 1-3 вв., к-рые не порывали с иуда­измом и отправляли иудаист. об­ряды: праздновали субботу, совер­шали обрезание (см. Эбиониты, Назореи).

ИХРАМ (араб.) - 1) одежда па­ломника-мусульманина, состоя­щая из 2 кусков неподрубленной белой льняной или хлопчатобу­мажной ткани, к-рые прикрывают грудь и спину. И. не снимается во время хаджжа и по завершении его хранится верующим как св. реликвия; 2) особое состояние мусульманина при совершении большого и малого паломничеств (хаджжа и умры), предписывае­мое ему исламом. В состоянии И. запрещается убивать живые су­щества, рвать цветы, ломать де­ревья, стричь волосы и ногти, бриться и т. д.

ИШАН (перс.) - руководитель и наставник мусульм. общины дервишских, суфийских направ­лений. И., по религ. воззрениям, может якобы исцелять от бо­лезней и предсказывать будущее.

ИШТАР - центр, женское божест­во вавилонско-ассирийской мифо­логии; богиня плодородия и плот­ской любви, войны и распри.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Словарь Атеиста:

ЦАГ - ЦИС

ЦАГАН-САРА-ХУРАЛ (монг., букв. — „молебствие белому меся­цу ) , цагалган - один из наиболее соблюдаемых до наст. вр. пр...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Атеистами в России остались интеллигенты

News image

Владимир Булдыгеров, Елена Денисова Еще совсем недавно в высших учебных заведениях страны изучали научный атеизм. Защищались дипломы, писались диссертации. «Атеист» звучало го...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...