ИСТ - ИШТ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТВАХ — религиозно-пропаганд. центр в США. Основан и возглавляется ярым антикоммунистом Благославом Хрубы. Выпускает периодич. издание „Религия в странах с коммунистическим влиянием , распространяемое во мн. странах мира и содержащее клеветнич. измышления о нарушениях свободы совести в социалистич. и развивающ. странах. Является одним из звеньев в системе кле-рикальн. антикоммунизма.
ИСТИНА - см. Теория познания.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ) - контррсволюц. группировка, созданная реакц. правосл. духовенством для борьбы с Сов. властью под прикрытием религии. Решительно осудив переход Рус. правосл. церкви на позиции лояльности к Сов. гос-ву, антисоветски настроенная часть духовенства объединилась вокруг ленинградского митрополита Иосифа (Петровых), заявив о своей непримиримости к „власти антихриста . В 1928 была предпринята попытка создать центр, руководящий общинами ИПЦ. Проповедуя идею восстановления монархич. строя в России, руководители ИПЦ насаждали культ членов царской семьи, требовали от верующих отказа от к.-л. сотрудничества с Сов. властью. Они пытались организовывать антисов. выступления своих приверженцев, осуществлять террористич. акты против активистов. В условиях строгой конспирации создавались домашние церкви, служившие очагами распространения антисов. идей под религ. флагом. Однако с укреплением социалистич. строя лидеры ИПЦ постепенно утрачивали влияние на верующих, среди к-рых было немало обманутых людей, не сумевших разобраться в истинном характере этой орг-ции. В наст. вр. под влиянием социалистич. действительности происходит быстрый распад общин ИПЦ, к-рые состоят преимущественно из пожилых людей, не проявляющих к.-л. активности.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ИПХ) - правосл. секта монарх ич. ориентации, общины к-рой возн. в 30-х гг. после распада ряда сектант, группировок, носивших откровенно антисов. характер (федоровцы, чердашники, краснодраконовцы и др.). В состав общин ИПХ вошли бывшие кулаки, крестьяне-единоличники, не принявшие коллективизации. ОбъявивРус. правосл. церковь, перешедшую на позиции лояльности к Сов. власти, „служанкой антихриста , главари секты противопоставили ее линии „заветы патриарха Тихона, с именем к-рого связана церк. контрреволюция. Они проповедовали самоизоляцию верующих, отказ от работы в колхозах, в гос. учреждениях, запугивая верующих близким концом света и карами rocподними за отступничество от „истинной веры , сотрудничество с „властью антихриста . Ратовали за восстановление монархич. строя в России. В годы Великой Отечественной войны сотрудничали с фашистскими оккупантами, связывая с ними надежды на реставрацию капиталистич. порядков. В послевоенные годы в условиях дальнейшего развития социализма процесс распада общин ИПХ ускорился. В наст. вр. существуют лишь небольшие локальные группы последователей этой секты.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ (ИПХС) - течение в старообрядчестве, возн. во вг. пол. 18 в. из беспоповского толка. Проповедуя близкий конец света, ИПХС требуют от верующих разрыва с об-вом, в к-ром якобы царствует антихрист, уклонения от гос. повинностей, гражд. обязанностей и адм. установлений (платежа налогов, военной службы, получения документов как „явных знаков антихриста и т. п.). Возможность полной реализации этих требований секта усматривает в ведении скрытного образа жизни и странствовании. Члены секты крайне нетерпимо относятся ко всем др. религ. течениям. Организационно секта делится на актив (руководителей) и „благодетелей (последователей), первые живут на нелегальном положении, вторые проживают легально и содержат тайные молельни, кельи, склады продовольствия и т. д.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - течение в богосл. историографии первонач. христианства кон. 19 - нач. 20 в., поставившее перед собой задачу обоснования историчности Иисуса Христа с помощью средств текстологич. анализа Библии и др. источников. И. ш. развивалась в русле Тюбингенскоп школы и является разновидностью модернизма в богословии. Представители И. ш. выступали против важнейших фактов, установленных историч. наукой, а внутри богосл. историографии - против положений мифологич. школы. И. ш. получила распространение в основном среди протест, богословов. В своих работах Э. Ренан, В. Вреде, Ю. Вельхаузен, В. Вейс пытались установить последовательность появления книг Нового завета. Они пришли к выводу, разделяемому мн. учеными, что наиболее раннее из евангелий -от Марка. Э. Леруа, А. Луази, Л. Дюшен, А. Ритчль, А. Гарнак пытались укрепить позиции религии и спасти „основателя христианства путем символич. истолкования Библии. Ф. К. Конибер, И. Клаузнер, Р. И. Эйслер тщательно проанализировали свидетельства евр., греко-римск. авторов с целью найти доказательства историчности Христа. Однако найти такие доказательства им не удалось. Сторонники И. ш. внесли ©преде-ленный вклад в исследование библ. книг, особенно евангелий, хотя не смогли до конца отказаться от противоречий еванг. мифа, что обусловлено идеалистич. методологией их исследований.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - см. Корни религии.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - наука об общих законах развития, о структуре и движущих силах об-ва. И. м. - неотъемлемая часть марксистско-ленинской философии, возникшая как распространение филос. материализма на познание человеч. об-ва. Рассматривая развитие об-ва как естеств.-историч. процесс, И. м. открывает объективные законы обществ, развития, что делает очевидной несостоятельность религ. концепции историч. процесса. Об-во развивается по его собственным объективным законам и не нуждается ни в каком божеств, предначертании или вмешательстве „руки божьей . Осн. положение И. м. об определяющем влиянии обществ, бытия, и в первую очередь материального производства, на обществ, сознание составляет теоретич. и методологич. основу науч. атеизма, рассматривающего религию как особую форму обществ, сознания. И. м. позволяет: ]) увидеть в религии отражение превратного обществ, бытия и тем самым, 2) вскрыть соц. корни религии, 3) осуществить подлинно историч. подход к религии, т. с. происходящие в ней изменения вывести из изменений в обществ, бытии, 4) выявить надстроечный характер религии, 5) обнаружить относит, самостоятельность религ. сознания и культа по отношению к обществ, бытию, 6) наметить и осуществить наиболее эффективные пути и методы преодоления религии, заключающиеся гл. обр. в коренном изменении тех условий соц. бытия, к-рые воспроизводят религию. Все это качественно отличает науч. атеизм от донаучного, базировавшегося (даже у домарксистских материалистов) на идеалистич. понимании об-ва. И. м. лежит в основе марксистско-ленинской социологии религии, теории и практики науч.-атеистич. воспитания.
ИСТОРИЯ АТЕИЗМА - раздел атеизма, изучающий закономерности возникновения, становления и развития атеистич. идей. На всех этапах историч. развития атеистич. идеи были непосредственно связаны с материалистич. философией, достижениями в области естсств. и гуманитарных наук, с обществ, прогрессом. И. а. - это история борьбы науки с различными формами иллюзорного отражения действительности, с религ.-идеалистич. миропониманием за утверждение науч.-материалистич. мировоззрения. Для науч. И. а. характерен, во-первых, конкр.-историч. подход к анализу различных атеистич. учений, выяснение их историч. роли и обществ.-политич. значимости в борьбе за раскрепощение сознания народных масс от любых форм духовного гнета. В этой связи И. а. строго придерживается принципа историч. достоверности, непосредств. связи рассматриваемых идей с особенностями обществ, сознания изучаемой эпохи, с ролью и значением атеизма в формировании прогрес. идей своего времени. Во-вторых, науч. И. а. опирается на принцип преемственности, т. е. усвоения всего ценного в атеистич. воззрениях, накопленных на предшествующих этапах развития об-ва. В-третьих, И. а. рассматривает идеи в развитии и обогащении на различных этапах обществ, истории, учитывая их непосредств. связь с интересами прогрес. классов и социальных групп. И. а. отражает общую тенденцию духовного прогресса человечества и является важнейшим элементом духовной культуры. Анализ атеистич. идей прошлого получил широкое распространение в материалистич. философии 17-18 вв. Пьер Бейль в своем „Историческом и критическом словаре дал высокую оценку атеистич. воззрениям античных материалистов. Франц. материалисты 18 в. подчеркивали выдающуюся роль своих предшественников и современников в формировании атеистич. представлений. Совр. бурж. и клерик. историография фальсифицирует и искажает И. а., пытаясь свести се к истории политич. борьбы. Мно-гочисл. исследования сов. и зарубежных ученых-марксистов раскрывают закономерности становления и развития атеистич. учений (см. Атеизм в рабовладельческом об-ве, Возрождение, Свободомыслие в феодальном об-ве, Просвещение, Атеизм буржуазный, Атеизм рус. революц. демократов, Атеизм марксистский).
ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ - науч. дисциплина, исследующая историю возникновения и развития религии в целом и отд. ее деноминаций. И. р. охватывает весь комплекс обществ, явлений, связанных с религией: идеологию и догматику, культ, церк. институты. Идеологи мир. религий отрицают, что религия имеет историю, настаивают на том, что она является продуктом божеств, откровения, дается людям богом в совершенном и законченном виде и не нуждается в развитии. С др. стороны, те школы бурж.-идеалистич. религиоведения, к-рые придерживаются принципа историзма в отношении религии, пытаются строить ее историю как нечто самодовлеющее, как спонтанный процесс, протекающий под определяющим влиянием ее собственных внутр. закономерностей. Марксистское религиоведение, рассматривая религию как идеологич. надстройку над непрестанно развивающимся материальным базисом, видит осн. движущую силу развития религии, а следовательно, ее истории в развитии фантастически отражаемого ею обществ, бытия. „...Всякая история религии, абстрагирующаяся от этого материального базиса, - некритична (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 383, прим.). Однако зависимость религии от базиса не является прямой и непосредственной. Из всех идеологич. надстроек религия „всего дальше отстоит от материальной жизни и кажется наиболее чуждой ей (там же, т. 21, с. 313). Исследуя И. р., необходимо видеть относит, самостоятельность и внутр. логику развития религии. И в то же время, рассматривая мас. религ. движения, необходимо выявлять то соц. содержание, к-рое облеклось в них в религ. форму. И. р. дает богатый материал для атеистич. воспитания, показывая, как на различных этапах развития об-ва проявлялась реакц. роль религии, тормозившая прогрес. обществ, развитие. Большой атеистич. потенциал содержится в раскрытии таких явлений в истории церквей, как инквизиция, войны религ. и т. д.
ИСХОД - вторая книга Пятикнижия Моисеева, сост. части Ветхого завета. В И. излагается библ. предание о том, как др. евреи, попавшие в рабство к егип. фараону, были выведены из Египта по воле бога Яхве пророком Моисеем, к-рый совершал для этого различные чудеса, а также о том, как бог Яхве вручил Моисею на горе Синай „Закон (в т. ч. заповеди). Библ. рассказ об И., по мнению историков, - миф, к-рый, вероятно, восходит к нек-рым историч. фактам, связанным с борьбой др.-евр. племен за овладение Палестиной.
ИУДА ИСКАРИОТ (от др.-евр. Иш Кариот - человек из Кариота) - согласно библ. мифу, один из 12 апостолов Иисуса Христа, к-рый предал учителя за 30 сребреников (мелких монет). Образ И. И. стал символом предательства.
ИУДАИЗМ - религия, распространенная среди евреев. И. возн. во 2 тыс. до н. э. на основе поли-теистич. верований и обрядов кочевых евр. племен Сев. Аравии, а после завоевания ими в 13 в. до н. э. Палестины впитал в себя религ. представления места, земледельческих народов. Культ Яхве, бога племени Иуды (отсюда - И.), сыгравшего гл. роль в становлении др.-евр. гос-ва в нач. 10 в. до н. э. и выдвинувшего из своей среды династию первых царей, превратился в общегос. культ, а впоследствии - в культ единого бога, управляющего миром. Моно-теистич. представления укрепились в И. лишь в 1 в. н. э. В И. очень рано складываются представления о „богоизбранности народа Израиля, а с 8 в. до н. э. в условиях надвигавшегося внешнего порабощения - о будущем приходе „божеств, спасителя -мессии. Пятикнижие Моисея (Тора) письменно закрепило (444 до н. э.) складывавшиеся на протяжении веков верования. Др. период истории И. („библейский ) завершился во 2 в. до н. э., когда складывается Библия - свод иуд. св. книг (в христианстве - Ветхий завет). Последующий период в истории И. длился до нач. 19 в. и может быть определен как раввинско-талмудический. В этот период раввинами („законоучителями ) на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев в феод. мире было завершено составление второго по значению после Библии источника иуд. вероучения — Талмуда (3—5 вв. н. э.). В Талмуде нашли отражение новые религ. идеи: вера в загробный мир, посмертное воздаяние, в воскресение мертвых. В нем изложена иуд. ангелология и демонология, т. е. представления о добрых и злых божествах, что является в И. отзвуком политеистич. верований и делает условным его монотеистич характер. Талмуд закрепил систему обременительной религ. обрядности, к-рая связывает поведение верующего 613 предписаниями. В этот период складывается та форма И., к-рая считается ортодоксальной или традиционной. Следующий этап в развитии И. наступил в нач. 19 в. и был связан с бурж.-правовой эмансипацией евреев в странах Зап. Европы. Возникает первая бурж. разновидность иуд. религии — реформированный И. Идеологи реформы отказались от связи догмата о мессии с представлениями о возврате евреев в Палестину и возрождении евр. гос-ва и объявили И. „универсальным этич. учением. Они отбросили мн. обрядовые предписания И. и приблизили иуд. культ к протестантскому. В нач. 20 в. в И. возникает т. н. консерв. направление. Консерв. теологи провозгласили „позитивное отношение к религ. традициям и выступили за тесный союз И. с сионизмом. Активизация попыток задержать отход трудящихся от религии породила в 30-х гг. 20 в. на Западе новое направление в И. — реконструкционизм. Пытаясь укрепить позиции И., реконструкционисты провозгласили И. „евр. цивилизацией , к-рая определяет якобы нац. принадлежность личности. На основе использования клерик.-сионист. постулатов они разработали демагогич. соц. программу, направленную на подчинение евр. трудящихся капиталистам и раввинам. Руководители И. на Западе - вопреки воле мн. рядовых верующих — объявили о поддержке сионизма, а с 1976 начали организационно объединяться с т. н. всемирн. сионистской орг-цией. Наиболее сильными позициями иуд. клерикализм обладает в Израиле, где раввинск. орг-ции имеют огромное влияние в политике и обществ, жизни. В СССР И. существует в основном в ортодокс, форме и, как и др. религии, переживает глубокий кризис.
ИУДЕЙСКОЕ ПРАВО - совокупность законоположений, изложенных в источниках иуд. вероучения - Библии и Талмуде, а также в нек-рых др. книгах (напр., Шулхан-Арух, 16 в.). Наиболее полное выражение И. п. получило в Талмуде. В его разделе Незикин (Повреждение) рассматриваются различные вопросы уголовного и гражд. права, раздел Нашим (Жены) целиком посвящен семейно-правовой проблематике. Культовый кодекс И. п. регламентирует поведение верующего огромным количеством различных предписаний (613) и целиком подчиняет его раввинско-религ. влиянию. И. п. защищает интересы эксплуатат. верхушки и обращено против трудящихся. И. п. закрепляет, кроме того, неравенство женщины, дискриминирует ее в обществ, и семейной сферах.
ИУДЕОХРИСТИАНЕ - принятое в науке название раннехрист. групп 1-3 вв., к-рые не порывали с иудаизмом и отправляли иудаист. обряды: праздновали субботу, совершали обрезание (см. Эбиониты, Назореи).
ИХРАМ (араб.) - 1) одежда паломника-мусульманина, состоящая из 2 кусков неподрубленной белой льняной или хлопчатобумажной ткани, к-рые прикрывают грудь и спину. И. не снимается во время хаджжа и по завершении его хранится верующим как св. реликвия; 2) особое состояние мусульманина при совершении большого и малого паломничеств (хаджжа и умры), предписываемое ему исламом. В состоянии И. запрещается убивать живые существа, рвать цветы, ломать деревья, стричь волосы и ногти, бриться и т. д.
ИШАН (перс.) - руководитель и наставник мусульм. общины дервишских, суфийских направлений. И., по религ. воззрениям, может якобы исцелять от болезней и предсказывать будущее.
ИШТАР - центр, женское божество вавилонско-ассирийской мифологии; богиня плодородия и плотской любви, войны и распри.
Читайте: |
---|