Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ИСТ - ИШТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛО­ВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ­ВАХ — религиозно-пропаганд. центр в США. Основан и возглав­ляется ярым антикоммунистом Благославом Хрубы. Выпускает периодич. издание „Религия в стра­нах с коммунистическим влияни­ем , распространяемое во мн. странах мира и содержащее клеветнич. измышления о нарушени­ях свободы совести в социалистич. и развивающ. странах. Является одним из звеньев в системе кле-рикальн. антикоммунизма.

ИСТИНА - см. Теория познания.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕР­КОВЬ (ИПЦ) - контррсволюц. группировка, созданная реакц. правосл. духовенством для борь­бы с Сов. властью под прикры­тием религии. Решительно осудив переход Рус. правосл. церкви на позиции лояльности к Сов. гос-ву, антисоветски настроенная часть духовенства объединилась вокруг ленинградского митрополита Ио­сифа (Петровых), заявив о своей непримиримости к „власти анти­христа . В 1928 была предприня­та попытка создать центр, руково­дящий общинами ИПЦ. Пропове­дуя идею восстановления монархич. строя в России, руководите­ли ИПЦ насаждали культ членов царской семьи, требовали от ве­рующих отказа от к.-л. сотрудни­чества с Сов. властью. Они пыта­лись организовывать антисов. вы­ступления своих приверженцев, осуществлять террористич. акты против активистов. В условиях строгой конспирации создавались домашние церкви, служившие очагами распространения антисов. идей под религ. флагом. Однако с укреплением социалистич. строя лидеры ИПЦ постепенно утрачи­вали влияние на верующих, среди к-рых было немало обманутых людей, не сумевших разобраться в истинном характере этой орг-ции. В наст. вр. под влиянием социа­листич. действительности происхо­дит быстрый распад общин ИПЦ, к-рые состоят преимущественно из пожилых людей, не проявляю­щих к.-л. активности.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ИПХ) - правосл. секта монарх ич. ориентации, об­щины к-рой возн. в 30-х гг. после распада ряда сектант, группиро­вок, носивших откровенно анти­сов. характер (федоровцы, чердашники, краснодраконовцы и др.). В состав общин ИПХ вошли бывшие кулаки, крестьяне-едино­личники, не принявшие коллекти­визации. ОбъявивРус. правосл. церковь, перешедшую на позиции лояльности к Сов. власти, „слу­жанкой антихриста , главари сек­ты противопоставили ее линии „заветы патриарха Тихона, с име­нем к-рого связана церк. контр­революция. Они проповедовали самоизоляцию верующих, отказ от работы в колхозах, в гос. учреж­дениях, запугивая верующих близ­ким концом света и карами rocподними за отступничество от „ис­тинной веры , сотрудничество с „властью антихриста . Ратовали за восстановление монархич. строя в России. В годы Великой Отечест­венной войны сотрудничали с фа­шистскими оккупантами, связы­вая с ними надежды на реставра­цию капиталистич. порядков. В послевоенные годы в условиях дальнейшего развития социализма процесс распада общин ИПХ уско­рился. В наст. вр. существуют лишь небольшие локальные груп­пы  последователей   этой  секты.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ (ИПХС) - течение в старообряд­честве, возн. во вг. пол. 18 в. из беспоповского толка. Пропове­дуя близкий конец света, ИПХС требуют от верующих разрыва с об-вом, в к-ром якобы царствует антихрист, уклонения от гос. по­винностей, гражд. обязанностей и адм. установлений (платежа нало­гов, военной службы, получения документов как „явных знаков антихриста и т. п.). Возможность полной реализации этих требова­ний секта усматривает в ведении скрытного образа жизни и стран­ствовании. Члены секты крайне нетерпимо относятся ко всем др. религ. течениям. Организационно секта делится на актив (руководи­телей) и „благодетелей (последо­вателей), первые живут на неле­гальном положении, вторые прожи­вают легально и содержат тайные молельни, кельи, склады продо­вольствия и т. д.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - тече­ние в богосл. историографии первонач. христианства кон. 19 - нач. 20 в., поставившее перед со­бой задачу обоснования историч­ности Иисуса Христа с помощью средств текстологич. анализа Биб­лии и др. источников. И. ш. разви­валась в русле Тюбингенскоп шко­лы и является разновидностью модернизма в богословии. Пред­ставители И. ш. выступали против важнейших фактов, установлен­ных историч. наукой, а внутри богосл. историографии - против положений   мифологич.   школы. И. ш. получила распространение в основном среди протест, бого­словов. В своих работах Э. Ренан, В. Вреде, Ю. Вельхаузен, В. Вейс пытались установить последова­тельность появления книг Нового завета. Они пришли к выводу, разделяемому мн. учеными, что наиболее раннее из евангелий -от Марка. Э. Леруа, А. Луази, Л. Дюшен, А. Ритчль, А. Гарнак пытались укрепить позиции рели­гии и спасти „основателя хрис­тианства путем символич. истол­кования Библии. Ф. К. Конибер, И. Клаузнер, Р. И. Эйслер тщатель­но проанализировали свидетельст­ва евр., греко-римск. авторов с целью найти доказательства исто­ричности Христа. Однако найти та­кие доказательства им не удалось. Сторонники И. ш. внесли ©преде-ленный вклад в исследование библ. книг, особенно евангелий, хотя не смогли до конца отказаться от противоречий еванг. мифа, что обусловлено идеалистич. методо­логией их исследований.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИ­ГИИ - см. Корни религии.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА­ЛИЗМ - наука об общих законах развития, о структуре и движущих силах об-ва. И. м. - неотъемлемая часть марксистско-ленинской фи­лософии, возникшая как распро­странение филос. материализма на познание человеч. об-ва. Рас­сматривая развитие об-ва как естеств.-историч. процесс, И. м. открывает объективные законы обществ, развития, что делает очевидной несостоятельность ре­лиг. концепции историч. процесса. Об-во развивается по его собствен­ным объективным законам и не нуждается ни в каком божеств, предначертании или вмешательст­ве „руки божьей . Осн. положение И. м. об определяющем влиянии обществ, бытия, и в первую оче­редь материального производства, на обществ, сознание составляет теоретич. и методологич. основу науч. атеизма, рассматривающего религию как особую форму об­ществ, сознания. И. м. позволяет: ]) увидеть в религии отражение превратного обществ, бытия и тем самым, 2) вскрыть соц. корни религии, 3) осуществить подлинно историч. подход к религии, т. с. происходящие в ней изменения вывести из изменений в обществ, бытии, 4) выявить надстроечный характер религии, 5) обнаружить относит, самостоятельность религ. сознания и культа по отношению к обществ, бытию, 6) наметить и осуществить наиболее эффектив­ные пути и методы преодоления религии, заключающиеся гл. обр. в коренном изменении тех усло­вий соц. бытия, к-рые воспроиз­водят религию. Все это качествен­но отличает науч. атеизм от дона­учного, базировавшегося (даже у домарксистских материалистов) на идеалистич. понимании об-ва. И. м. лежит в основе марксистско-ленинской социологии религии, теории и практики науч.-атеистич. воспитания.

ИСТОРИЯ АТЕИЗМА - раздел атеизма, изучающий закономерно­сти возникновения, становления и развития атеистич. идей. На всех этапах историч. развития атеистич. идеи были непосредственно связа­ны с материалистич. философией, достижениями в области естсств. и гуманитарных наук, с обществ, прогрессом. И. а. - это история борьбы науки с различными фор­мами иллюзорного отражения действительности, с религ.-идеалистич. миропониманием за утверж­дение науч.-материалистич. миро­воззрения. Для науч. И. а. харак­терен, во-первых, конкр.-историч. подход к анализу различных ате­истич. учений, выяснение их исто­рич. роли и обществ.-политич. зна­чимости в борьбе за раскрепоще­ние сознания народных масс от любых форм духовного гнета. В этой связи И. а. строго придер­живается принципа историч. дос­товерности, непосредств. связи рассматриваемых идей с особен­ностями обществ, сознания изуча­емой эпохи, с ролью и значением атеизма в формировании прогрес. идей своего времени. Во-вторых, науч. И. а. опирается на принцип преемственности,  т.  е. усвоения всего ценного в атеистич. воззре­ниях, накопленных на предшест­вующих этапах развития об-ва. В-третьих, И. а. рассматривает идеи в развитии и обогащении на различных этапах обществ, исто­рии, учитывая их непосредств. связь с интересами прогрес. клас­сов и социальных групп. И. а. отражает общую тенденцию ду­ховного прогресса человечества и является важнейшим элементом духовной культуры. Анализ атеис­тич. идей прошлого получил широ­кое распространение в материали­стич. философии 17-18 вв. Пьер Бейль в своем „Историческом и критическом словаре дал высо­кую оценку атеистич. воззрениям античных материалистов. Франц. материалисты 18 в. подчеркивали выдающуюся роль своих пред­шественников и современников в формировании атеистич. пред­ставлений. Совр. бурж. и клерик. историография фальсифицирует и искажает И. а., пытаясь свести се к истории политич. борьбы. Мно-гочисл. исследования сов. и зару­бежных ученых-марксистов рас­крывают закономерности станов­ления и развития атеистич. учений (см. Атеизм в рабовладельческом об-ве, Возрождение, Свободомыс­лие в феодальном об-ве, Просве­щение, Атеизм буржуазный, Ате­изм рус. революц. демократов, Атеизм марксистский).

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ - науч. дис­циплина, исследующая историю возникновения и развития рели­гии в целом и отд. ее деномина­ций. И. р. охватывает весь комп­лекс обществ, явлений, связанных с религией: идеологию и догмати­ку, культ, церк. институты. Идео­логи мир. религий отрицают, что религия имеет историю, настаива­ют на том, что она является про­дуктом божеств, откровения, да­ется людям богом в совершенном и законченном виде и не нуждает­ся в развитии. С др. стороны, те школы бурж.-идеалистич. религио­ведения, к-рые придерживаются принципа историзма в отношении религии, пытаются строить ее исто­рию как нечто самодовлеющее, как  спонтанный процесс, протекающий под определяющим влия­нием ее собственных внутр. зако­номерностей. Марксистское рели­гиоведение, рассматривая религию как идеологич. надстройку над непрестанно развивающимся мате­риальным базисом, видит осн. движущую силу развития религии, а следовательно, ее истории в раз­витии фантастически отражаемого ею обществ, бытия. „...Всякая история религии, абстрагирующая­ся от этого материального бази­са, - некритична (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 383, прим.). Однако зависимость рели­гии от базиса не является прямой и непосредственной. Из всех идео­логич. надстроек религия „всего дальше отстоит от материальной жизни и кажется наиболее чуж­дой ей (там же, т. 21, с. 313). Исследуя И. р., необходимо ви­деть относит, самостоятельность и внутр. логику развития религии. И в то же время, рассматривая мас. религ. движения, необходимо выявлять то соц. содержание, к-рое облеклось в них в религ. форму. И. р. дает богатый мате­риал для атеистич. воспитания, показывая, как на различных эта­пах развития об-ва проявлялась реакц. роль религии, тормозившая прогрес. обществ, развитие. Боль­шой атеистич. потенциал содер­жится в раскрытии таких явлений в истории церквей, как инквизи­ция, войны религ. и т. д.

ИСХОД - вторая книга Пяти­книжия Моисеева, сост. части Вет­хого завета. В И. излагается библ. предание о том, как др. евреи, по­павшие в рабство к егип. фараону, были выведены из Египта по воле бога Яхве пророком Моисеем, к-рый совершал для этого различ­ные чудеса, а также о том, как бог Яхве вручил Моисею на горе Си­най „Закон (в т. ч. заповеди). Библ. рассказ об И., по мнению историков, - миф, к-рый, вероят­но, восходит к нек-рым историч. фактам, связанным с борьбой др.-евр. племен за овладение Па­лестиной.

ИУДА ИСКАРИОТ (от др.-евр. Иш Кариот - человек из Кариота) - согласно библ. мифу, один из 12 апостолов Иисуса Христа, к-рый предал учителя за 30 среб­реников (мелких монет). Образ И. И. стал символом предатель­ства.

ИУДАИЗМ - религия, распростра­ненная среди евреев. И. возн. во 2 тыс. до н. э. на основе поли-теистич. верований и обрядов ко­чевых евр. племен Сев. Аравии, а после завоевания ими в 13 в. до н. э. Палестины впитал в себя религ. представления места, зем­ледельческих народов. Культ Яхве, бога племени Иуды (отсюда - И.), сыгравшего гл. роль в становле­нии др.-евр. гос-ва в нач. 10 в. до н. э. и выдвинувшего из своей среды  династию  первых  царей, превратился   в   общегос.   культ, а впоследствии - в культ единого бога, управляющего миром. Моно-теистич.   представления   укрепи­лись в И. лишь в 1 в. н. э. В И. очень рано складываются представления   о   „богоизбранности народа Израиля, а с 8 в. до н. э. в условиях надвигавшегося внеш­него порабощения - о будущем приходе „божеств, спасителя -мессии.     Пятикнижие     Моисея (Тора)     письменно    закрепило (444 до н. э.) складывавшиеся на протяжении    веков    верования. Др. период истории И. („библей­ский ) завершился во 2 в. до н. э., когда   складывается  Библия   - свод иуд. св. книг христиан­стве - Ветхий завет). Последую­щий период в истории И. длился до нач. 19 в. и может быть опре­делен как раввинско-талмудический. В этот период раввинами („законоучителями )   на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев в  феод.   мире было завершено составление второго по значению после Библии источника иуд. веро­учения — Талмуда (3—5 вв. н. э.). В Талмуде нашли отражение но­вые религ. идеи: вера в загроб­ный мир, посмертное воздаяние, в воскресение мертвых. В нем изложена    иуд.   ангелология   и демонология, т. е. представления о добрых и злых божествах, что является в И. отзвуком политеистич. верований и делает услов­ным его монотеистич характер. Талмуд закрепил систему обреме­нительной религ. обрядности, к-рая связывает поведение верую­щего 613 предписаниями. В этот период складывается та форма И., к-рая считается ортодоксаль­ной или традиционной. Следую­щий этап в развитии И. наступил в нач. 19 в. и был связан с бурж.-правовой эмансипацией евреев в странах Зап. Европы. Возникает первая бурж. разновидность иуд. религии — реформированный И. Идеологи реформы отказались от связи догмата о мессии с представ­лениями о возврате евреев в Па­лестину и возрождении евр. гос-ва и объявили И. „универсальным этич. учением. Они отбросили мн. обрядовые предписания И. и приб­лизили иуд. культ к протестант­скому. В нач. 20 в. в И. возникает т. н. консерв. направление. Консерв. теологи провозгласили „по­зитивное отношение к религ. традициям и выступили за тесный союз И. с сионизмом. Активиза­ция попыток задержать отход трудящихся от религии породила в 30-х гг. 20 в. на Западе новое направление в И. — реконструкционизм. Пытаясь укрепить пози­ции И., реконструкционисты про­возгласили И. „евр. цивилизацией , к-рая определяет якобы нац. при­надлежность личности. На основе использования клерик.-сионист. постулатов они разработали демагогич. соц. программу, направлен­ную на подчинение евр. трудящих­ся капиталистам и раввинам. Ру­ководители И. на Западе - вопре­ки воле мн. рядовых верующих — объявили о поддержке сионизма, а с 1976 начали организационно объединяться с т. н. всемирн. сио­нистской орг-цией. Наиболее силь­ными позициями иуд. клерика­лизм обладает в Израиле, где раввинск. орг-ции имеют огромное влияние в политике и обществ, жизни. В СССР И. существует в основном в ортодокс, форме и, как и др. религии, переживает глубокий кризис.

ИУДЕЙСКОЕ ПРАВО - совокуп­ность законоположений, изложенных в источниках иуд. вероуче­ния - Библии и Талмуде, а также в нек-рых др. книгах (напр., Шулхан-Арух, 16 в.). Наиболее полное выражение И. п. получило в Талмуде. В его разделе Незикин (Повреждение) рассматриваются различные вопросы уголовного и гражд. права, раздел Нашим (Же­ны) целиком посвящен семейно-правовой проблематике. Культо­вый кодекс И. п. регламентирует поведение верующего огромным количеством различных предписа­ний (613) и целиком подчиняет его раввинско-религ. влиянию. И. п. защищает интересы эксплуатат. верхушки и обращено против трудящихся. И. п. закрепляет, кроме того, неравенство женщи­ны, дискриминирует ее в обществ, и семейной сферах.

ИУДЕОХРИСТИАНЕ - принятое в науке название раннехрист. групп 1-3 вв., к-рые не порывали с иуда­измом и отправляли иудаист. об­ряды: праздновали субботу, совер­шали обрезание (см. Эбиониты, Назореи).

ИХРАМ (араб.) - 1) одежда па­ломника-мусульманина, состоя­щая из 2 кусков неподрубленной белой льняной или хлопчатобу­мажной ткани, к-рые прикрывают грудь и спину. И. не снимается во время хаджжа и по завершении его хранится верующим как св. реликвия; 2) особое состояние мусульманина при совершении большого и малого паломничеств (хаджжа и умры), предписывае­мое ему исламом. В состоянии И. запрещается убивать живые су­щества, рвать цветы, ломать де­ревья, стричь волосы и ногти, бриться и т. д.

ИШАН (перс.) - руководитель и наставник мусульм. общины дервишских, суфийских направ­лений. И., по религ. воззрениям, может якобы исцелять от бо­лезней и предсказывать будущее.

ИШТАР - центр, женское божест­во вавилонско-ассирийской мифо­логии; богиня плодородия и плот­ской любви, войны и распри.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ДРЕ – ДЯД

ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, круп­нейший специалист по истории ран­него христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. до­казал неисторичность еванг. персо­нажей (Христа, Марии, Петра и др...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...