Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ПРЕ - ПРО

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПРЕАНИМИЗМ бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена про­тив анимистич. теории. Согласно П., анимизму предшествует аниматизм, вера в некую единую „без­личную „духовную силу, гос­подств, и мире и управляющую им. С этой т. зр. нреанимисты пы­тались объяснить происхождение магии, анимизма, тотемизма. Сто­ронники П. (Э. Дюркейм, Л. Леви-Брюль и др.) пытались дока­зать, что представление о единой „духовной силе это древней­шая „аффективная категория сверхъестественного , становясь, т. обр., на т. зр. патера Шмидта об извечном единобожии (см. Прамонотеизм). Критикуя теорию П., академик Ю. П. Францев писал: „Не единая сила стоит в начале представлений о сверхъестествен­ном, а отдельные, конкретные ве­щи, из чувственных превращаемые в „чувственно-сверхчувственные воображением дикаря (У исто­ков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959, с. 215).

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, или апостольское, традиция (лат. traditio, букв. - передача) - совокуп­ность религ. положений и установ­лений, носящих якобы богооткровенный характер. Цель и назначе­ние П. с. - поддержать и обосно­вать „богоустановленность св. писания, а также истолковать его важнейшие положения, выработан­ные задолго до окончат, утвержде­ния церкви, применительно к но­вым условиям церк. жизни. С т. зр. религ. авторитета и догматич. зна­чимости церковь считает П. с. рав­ноценным писанию священному. Есть в богословии и такая т. зр., что П. с. выше писания, поскольку окончат, свод „св. книг опре­делен преданием. В христианстве П. с. признается только правосла­вием и католицизмом. Правосл. церковь относит к П. с. материалы первых 7 вселен, соборов, труды „отцов церкви преимущественно первых 8 веков, а также др. бо­гослужебную практику. Католики добавляют ко всему этому еще ре­шения римск. пап и постановле­ния своих соборов. Протест, церк­ви относят к „божеств, открове­нию только писание священное, а П. с. рассматривают как продукт человеч. деятельности. Имеется П. с. и в др. религиях. В части., в исламе таким преданием явля­ется Сунна.

ПРЕДВИДЕНИЕ     НАУЧНОЕ   - определение на основе науч. зна­ний предстоящего хода событий в природе или об-ве или результа­тов предпринимаемой практич. деятельности. П. н. стало возмож­ным в 15 — 16 вв. вместе со ста­новлением науки в совр. ее по­нимании и представляет высш., наиболее развитую форму пред­видения. П. н. предшествовало в древности и средние века пред­видение, опиравшееся на опыт повседневной жизни и эмпирич. знание. Однако на основе их можно было предсказать только явления, подобные уже происшед­шим и относившиеся гл. обр. к несложной хозяйств, и бытовой деятельности. П. н. способно пред­сказать явления не только уже из­вестного людям типа, но и качест­венно новые. Глубина, истинность и точность П. н. проявились в пред­сказании на основе достижений астрономии, механики и математи­ки существования в Солнечной си­стеме планет, названных после их открытия Нептуном и Плутоном, в предсказании на основе перио-дич. закона Менделеева существо­вания и свойств мн. открытых затем химич. элементов, а на базе успехов физики - существования ряда типов элементарных частиц (позитронов, мезонов и др.). Соз­дание Марксом и Энгельсом науки об об-ве сделало возможным П. н. и в сфере обществ, жизни. Маркс и Энгельс установили неизбеж­ность револ.оц. замены капитализ­ма коммунустич. строем, решаю­щую роль рабочего класса в со-циалистич. революции. Ленин определил возможность и пути дости­жения победы социализма в одной стране при сохранении в течение какого-то времени капитализма в др. странах. Вся деятельность коммунистич. и рабочих партий опирается на предвидение хода об­ществ, развития, вытекающее из марксист.-ленинского анализа рас­становки прогрес. и реакц. сил в мире.

ПРЕДКОВ КУЛЬТ - элемент семейно-родового культа, сложивше­гося в патриархальном экзогам­ном роде. П. к. поддерживали ста­рейшины родов и главы патри­архальных семей. Разнообразные формы П. к. были распространены среди народов Тропич. Африки. П. к. складывается на основе: 1) погребального культа (и свя­занных с ним представлений о ду­шах и духах умерших людей), в итоге развития к-рого, напр, у баконго (нижн. течение р. Кон­го), могилы стали служить алта­рями постоянно поддерживаемого П. к.; 2) тотемизма - когда в ито­ге антропоморфизации предка-то­тема складывается представление о мифич. прародителях то с зооан-тропоморфными чертами, то в об­разе людей-предков; 3) культа личных духов-покровителей и фе­тишизма (классич. примеры син­кретизма фетишизма и П. к. дает Тропич. Африка); 4) культа семейно-родового гения-покровите­ля. Особое значение в П. к. зани­мало представление о том, что духи предков остаются членами ро­да, но они могущественнее людей и от них зависит благосостояние рода. Это представление служит идеологич. основой для перерас­тания образа почитаемого родона­чальника в культ племен, бога. С дифференциацией об-ва по соц. признаку происходит и дифферен­циация предков в соответствии с соц. иерархией людей, в итоге на 1-е место выдвигается культ вождей племен, родоначальников. На его основе в др.-греч. и др.-римск. религиях возникает культ героев, а затем в христианстве и исламе - святых культ.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей бога. В иуда­изме, христианстве, исламе - один из осн. догматов. П. - объект борьбы различных религ. течений, пытающихся преодолеть противо­речие между представлениями об абсолют. П. и свободой воли чело­века, его моральной ответственно­сти за поступки. В христианстве борьба вокруг П. шла особенно ост­ро в период патристики и Рефор­мации. В противовес признанному еретическим учению пелагианства о возможности спасения человека собственными силами Августин утверждал, что получение благо­дати и спасение целиком зависят от воли бога. Кальвинизм выдви­нул учение об абсолют. П. Ислам, сохраняя ориентацию на фатализм, сочетает П. с допущением в из­вестных рамках свободы воли. Православие и католицизм обос­новывают совмещение свободы во­ли с божеств. П., провидящим пути использования человеком дарован­ной ему богом свободной воли. Совр. теология стремится смягчить фаталистич. характер П. при мо­дернизации религ. футурологии, эсхатологии.

ПРЕДПИСАНИЯ РЕЛИГИОЗ­НЫЕ - требования, предъявля­емые к.-л. религ. верой и церко­вью от имени бога, пророков или во имя их. П. р. могут регламен­тировать не только культ, но и са­мые разнообразные сферы жизни: быт, труд, взаимоотношения се­мейные, половые и т. д. Примером могут служить многочисл. установ­ления Ветхого завета. Сфера дейст­вия П. р. имеет тенденцию к суже­нию, сосредоточению в области моральных предписаний и куль­та, поскольку развитие обществ, практики, науки, культуры обна­руживает полную несостоятель­ность и вред мн. П. р. Хотя христ. церкви официально признают десятословие, но умалчивают при этом о таких заповедях, как праздновать субботу, не варить козленка в молоке его матери и т. д. При всей случайности и не­лепости мн. П. р., в целом их происхождение следует объяснять не просто произволом религ. фан­тазии, но когда-то существовавшей практич. потребностью. Религ. санкция норм, правил, предписа­ний оказывала и оказывает пара­лизующее воздействие на мысль, поиски лучших решений и тем препятствует прогрессу в тех сфе­рах общесгв. и личной жизни, к-рые регламентировались рели­гией. Мн. преступления против че­ловечности совершались людьми, следовавшими П. р.

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ поня­тие, входящее в круг идей уче­ния о перевоплощении и означаю­щее те его этапы, к-рыс предше­ствовали данному, теперешнему, и оказали на последнее свое воз­действие. Напр., подробно разра­ботано П. Будды Шакья-Муни, возвестившего миру учение о спа­сении. Факты П. изложены в т. н. джатаках, повествующих о 550 прежних перерождениях Будды. Материал для джатак черпался гл. обр. из инд. фольклора.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ - 1) предвзя­тое, отриц. отношение к ч.-л., к.-л.; 2) ложное убеждение, свя­занное с мировоззренч. заблужде­ниями, напр, с религиозными. Ошибочность П. субъективно не осознается, несмотря на его проти­воречие действительности, реально­му опыту, знаниям и истин, убеж­дениям самой личности. Восприя­тие, поддержание и стойкое закреп­ление мн. П. осуществляется по психологич. каналам подражания, внушения и самовнушения в об­ход критики и собственного реаль­ного опыта верующего - под воз­действием веры в бога, пропове­дей, культа, религ. среды и отноше­ний. Ядро этих П. — принятые на веру измышления о чудесах, ми­стически окрашенные представле­ния, чувствен, иллюзии и пр. Пре­одолению П. способствует расши­рение соц. связей верующего, сти­мулирование обществ, активности, приобщение к достижениям науки и культуры, усвоение материали-стич. мировоззрения.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИ­ЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - необходи­мая связь между предшествующи­ми и последующими атеистич. иде - ями, в более широком смысле — между этапами развития атеизма, а также между атеистич. учениями и прогрес. элементами всей ду­ховной культуры человечества. Атеизм несовместим с нигилистич. отрицанием культурных достиже­ний прошлого. П. а. у. выражается в постулат, развитии атеизма: каж­дое атеистич. учение, опираясь на сумму знаний, вносит элементы нового в осмысление религии и методы ее критики. П. а. у. опи­рается на материалист, концепцию самодостаточности и вечности при­роды, развивающуюся историчес­ки от допущения невмешательства бога в дела природы и об-ва до последоват.-материалистич. отри­цания сверхъестественного. П. а. у. выявляется, напр., в вопросе о про­исхождении религии. Осн. мысль, проходящая через всю историю атеизма, - идея земного, естеств. происхождения религии. До марк­сизма эта идея имела гл. обр. пси-хологич. обоснование: религия - продукт страха, невежества и об­мана. Марксизм, не отрицая этих факторов, совершил переворот во взглядах на религию и ее про­исхождение, увидев причины ре­лигии прежде всего в несвободе человека по отношению к окружа­ющему миру, порожденной его бессилием перед природой и про­цессом обществ, развития. Мысли о связи религии с соц. факторами, с господством одних и угнетением других высказывались и до Марк­са (напр., Фейербахом), но носили стихийный характер. Более систе­матическими являлись положения революц. демократов о связи ре­лигии с соц. факторами. П. а. у. обнаруживается и в вопросе о ро­ли религии в об-ве, о путях ее преодоления. Совр. марксист, ате­изм - закономерный результат предшеств. развития атеистич. мысли.

ПРЕЛАТ (лат. praelatus - предпо­чтенный, поставленный над кем-либо) - в католич. и англикан. церквах - звание, присваиваемое высш. духовным лицам.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ    праздник правосл. церкви, относимый к числу двунадесятых праздников. От­мечается 6(19) августа. Установ­лен в честь якобы реального собы­тия - „преображения Иисуса Христа, о к-ром повествуется в Евангелии от Луки. По еванг. ска­занию, однажды, когда Иисус молился на горе со своими учени­ками, лицо его преобразилось, одежда сделалась белою и из обла­ка раздался голос божий: „Сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте (Лк. 9 : 35). Тем са­мым, по словам правосл. духо­венства, Иисус будто бы совершил одно из самых больших своих чудес, чтобы „явить свою бо­жеств, сущность. Однако это чудо прямо заимствовано из вет­хозаветной книги „Исход , где по­вествуется о П. Моисея (24, 34). Еванг. сказание имело целью воз­высить Иисуса в глазах верующих, устами господа назвать его „сы­ном божьим . Праздник П. был установлен в 4 в. На Руси он появился вместе с христианством и был приурочен к старинному земледельч. празднику, с к-рого начиналась уборка яблок в садах. Отсюда сложившееся в народе др. название праздника — яблочный спас. Церковь освятила бытовав­ший обычай не есть яблок до их созревания, связав сбор урожая со временем праздника П. Т. обр. церк. праздничная дата вошла в народный календарь.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Петр Федо­рович (1894-1941) - сов. исто­рик, занимавшийся исследованием раннего христианства, влияния античных культов на формирова­ние христ. догматики, морали и обрядности. Осн. труды вошли в сб. работ П. ,,В мире античных идей и образов (1967).

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИ­ЩЕ - находящийся в Москве центр старообрядческой (беспо­повской) общины Федосеевского толка. П. к. было основано в 1771 во время эпидемии чумы купцом Ковылиным, получившим участок земли близ Преображенской заста­вы и основавшим 2 монастыря-общежития: мужской и женский. В нач. 19 в. число обитателей их достигало 1500, а число прихо­жан - 10 тыс. Царское правитель­ство в 1847 передало П. к. под начало попечительского совета, а верующих пыталось обратить в единоверие. Однако уничтожить общину так и не удалось. Она сохраняется и в наши дни, осу­ществляя руководство всеми общинами Федосеевского толка, продолжающими существовать в стране.

ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros - старейшина) - управляющий в раннехрист. общинах, а после об­разования христ. церкви - свя­щеннослужитель. В протестантиз­ме П. - руководитель общины, избираемый, как и пастор, из со­става мирян.

ПРЕСВИТЕРИАНЕ (от греч. pres­byteros - старейшина) - течение в кальвинизме, возникшее в пери­од Реформации в Шотландии и Англии. Выражая интересы круп­ной буржуазии и нового дворян­ства, П. выступали против коро­левского абсолютизма и поддер­живавшей его англикан. церкви; сыграли важную роль в англ. бурж. революции 17 в. Основал церковь П. в Шотландии Дж. Нокс (1505-1572). Он выдвинул требование республикан. церк. устройства и возврата к первонач. христианст­ву. Осн. принципы вероучения П. изложены в „Вестминстерском вероисповедании (1648) и выдер­жаны в духе ортодокс, кальвиниз­ма, с его верой во всеобщую гре­ховность людей и абсолют, предо­пределение.     Культ     предельно упрощен.  Богослужение состоит из проповеди, общей молитвы, пе­ния псалмов. Управляются общи­ны  П.  консисторией  в составе пресвитеров и пастора, избирае­мых из мирян. Несколько общин объединяются в ассоциацию, воз­главляемую пресвитерией в соста­ве пресвитеров и пасторов от каж­дой общины. Ассоциации входят в провинц. и нац. синоды. Высш. органом у П. является ген. ас­самблея, состоящая из пресвите­ров   и  пасторов,  направляемых пресвитериями. Значит, часть П. входит в свою международ, орг-цию - „Альянс реформатских церквей мира, придерживающихся пресвитерианского строения , уч­режденную в 1875. В наст. вр. П. имеются в Шотландии (гос. цер­ковь), Англии, Ирландии, США, Канаде, Австралии и др. странах.

ПРЕСТОЛ - гл. принадлежность христ. храма, предмет религ. по­клонения; небольшой четырех­угольный стол, часто художеств, исполнения, находится посредине алтаря; место размещения анти­минса, креста и евангелия. Возле П. совершается евхаристия, про­водятся богослужения.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники правосл. церкви, по­священные различным персона­жам или событиям „св. истории , в честь к-рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название - храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В условиях феод, раздробленности отд. княжества стремились обза­вестись „собственными святыми, к-рые бы покровительствовали им. В их честь воздвигались храмы, а связанные с ними праздники становились ежегодными, приоб­ретая особое значение в данной местности. И поныне церковь рас­сматривает культ местных „по­кровителей как эффективное средство идеологич. воздействия: „свои святые оказываются для верующих более близкими, на них возлагаются особые надежды в „заступничестве перед богом. Это одна из гл. причин сохранения П. п. в наст. вр. Попытки оправ­дать их существование в наши дни народными традициями безоснова­тельны.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗ­НЫЕ - посягательства на устои религии, имущественные и иные интересы жреч. корпораций, лич­ность и привилегии священнослу­жителей, отклонение от религ. дог­матов и обрядности, различные на­рушения религ. запретов и безве­рие. Строго преследовались рабо-влад. уголовным правом. В средневек. Европе перечень П. р. еще более расширился. Под влиянием канонич. права светское право рассматривало как наиболее опас­ные преступления ересь, колдовст­во, богохульство и кощунство. Репрессии за П. р. приобрели мас­совый характер и отличались исключит, жестокостью. Бурж. уголовное право до 19 в. рассмат­ривало П. р. как посягательства на бога и его предписания. В ряде стран до сих пор сохраняется от­ветственность за богохульство и кощунство. К П. р. относятся так­же воспрепятствование соверше­нию религ. обрядов и церемоний, оскорбление религии и служите­лей культа и др. Охраняя религию и интересы религ. орг-ций, бурж. право не предусматривает ответ­ственностьза посягательства на материалистич. мировоззрение, на атеистич. чувства, за дискримина­цию атеистов.

ПРИДЕЛ - особый алтарь в христ. храме, обращенный, как и гл. алтарь, к востоку, располагается впереди или позади гл. алтаря (в православии) или на сев. или юж. стороне храма (в католициз­ме). П. существуют для того, что­бы в один день совершать несколь­ко литургий (по числу П.).

ПРИЗВАНИЕ (нем. der Beruf) - протест, учение о религ.-нравств. значении обществ.-практич. дея­тельности человека, о „службе бо­гу в миру. М. Лютер, а вслед за ним и остальные реформаторы, провозгласив принцип „всеобщего священства и „превратив мирян в попов (К. Маркс), превратили мирскую деятельность верующего в деятельность религиозную. М. Вебер (1864-1920) отмечал, что в протестантизме „повседневная деятельность, превратившаяся в П., сделалась источником спасе­ния . М. Лютер истолковывал П. в смысле ограничения человеком своих стремлений рамками, дан­ными ему богом, профессией и со­стоянием. Отсюда вытекало его требование подчинения властям, покорности и смирения. Ж. Каль­вин развил учение о П. как актив­ном деянии человека, к-рым он доказывает свою принадлежность к рангу избранных богом. Каль­винист, концепция П. стала идейн. оружием в руках пуритан, ради­кальных англ. сект, боровшихся с монархией. В дальнейшем, по мере того как буржуазия утрачи­вала свой революц. пыл, учение о П. трансформировалось в требо­вание выработки особого типа жизн. поведения, таких нравств. добродетелей, к-рые бы способст­вовали достижению делового успе­ха в земной жизни.

ПРИМАС (лат. первенствую­щий) в католич. и англикан. церквах титул глав церквей. Напр., архиепископ кентерберийский - П. англикан. церкви Ве­ликобритании.

ПРИОР (лат. первый, важней­ший, старший) - 1) настоятель небольшого мужского католич. монастыря; 2) должностное лицо в монаш. орденах, рангом ниже великого магистра.

ПРИСТЛИ Джозеф (1733-1804) - англ. естествоиспытатель, фило­соф-материалист. В гл. филос. соч. „Исследования о материи и духе (1777) отстаивал материалистич. решение психофиз. проблемы, обосновывал положение о мате­риальной природе сознания, его зависимости от нервной системы и мозга. Выступал против религ. представлений о не материальности и бессмертии души, утверждал, что „человек весь материален . Являясь сторонником деизма, П. делал уступки религ. идеологии.

ПРИТВОР - зап. часть христ. хра­ма, отделенная от средней его час­ти глухой стеной. В П. могли входить не только „истинно ве­рующие , но и иноверцы и ере­тики. В день пасхи в П. миряне приносят для освящения куличи, яйца, сыр и т. п.

ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ - не­большой устный или письменный рассказ аллегорич.-назидательного содержания, в к-ром смысл собы­тий, их развитие представляются зависящими от сверхъестественного. Образная форма, построение сюжета на житейских ситуациях и наблюдениях, иносказат. харак­тер все это способствовало по­пулярности П. р. среди верующих, делало их удобным средством рас­пространения соц. и моралыю-.религ. идей. Как фольклорн. жанр притчи были известны всему Др. Востоку, нередко содержали об­личит, мотивы, но с появлением религ. лит-ры они почти полностью теряют эту направленность и ис­пользуются жрецами для пропове­ди смирения и покорности. Много П. р. в Ветхом завете (напр., прит­чи Соломона), сванг. притчи вло­жены в уста Христа. В евангелиях также содержится немало народ­ных притч, поговорок, житейских наблюдений.

ПРИХОД - низш. церк.-адм. еди­ница в христианстве, имеющая церковь с причтом и общину ве­рующих. В Рус. правосл. церкви П. возглавляет церк. совет, изби­раемый на общем собрании верую­щих из мирян. Являясь исполнит, органом общины, совет выполняет ряд административно-хозяйств. функций: нанимает духовенство для удовлетворения религ. потреб­ностей прихожан, заботится о сох­ранности церк. здания и предме­тов культа, следит за расходо­ванием средств П. и т. п. Духо­венство, ограничиваясь богослу­жебной практикой, не может вме­шиваться в деятельность церк. совета.

ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия (греч. eucharistia) - одно из 7 таинств в католич. и правосл. церквах, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, в к-рых якобы воплощены „тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся „стелесниками Иисуса Христа , „участниками божеского естества . Иисусу приписывается и установ­ление П. В действительности же это пережиток др. обычая поедать мясо и пить кровь св. животного. Эти обычаи, тесно связанные с то-темистич. верованиями (см. Тоте­мизм) , имели место в мистериях, посвященных   различным   богам гл. обр. вост. религий, многие элементы к-рых были заимствова­ны христианами. П. называют гл. таинством христ. религии. Оно занимает центр, место в литургии. До последнего времени порядок совершения П. в православии отличался от установленного в ка­толицизме. Если правосл. верую­щие причащались и хлебом и ви­ном, то у католиков мирянам раз­решалось совершать П. только хлебом. Лишь II Ватик. собор принял решение разрешить им П. и вином. В протест, церквах П. рассматривается не как таинство, а как символич. обряд, лишенный мистич. смысла. Однако во всех случаях П. служит закреплению в сознании верующих отсталых, антинауч. представлений.

ПРИЧЕТНИК      см. Псаломщик.

ПРИЧТ - в христианстве свя­щенно - и церковнослужители од­ного храма (прихода). В П. вхо­дят: настоятель, священник (ино­гда 2-3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т. д.

ПРОВИДЕНИЕ, промысл божий - по представлению верующих и со­гласно религ. учениям - деятель­ность бога, определяющая весь ход событий в мире. Вера в П. в фантастич. форме отражает при­давленность человека силами при­роды и гл. обр. соц. силами в эксплуатат. об-ве. Вера в П. снижа­ет творческую активность верую­щих, примиряет их с соц. не­справедливостью. В своем край­нем выражении она ведет к фатализму.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia - провидение) - теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, сви­детельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В хрис­тианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем „отцами церкви и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. „О граде божьем представил мировую историю как осуществление божеств, плана, направл. на достижение людьми потустороннего „царства божьего . В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст. вр. их пытаются возродить и модер­низировать представители т. н. „христ. философии истории (Ж. Маритсн, Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение исла­ма о предопределении, служат обоснованием его фатализма. Они освящают об-во неравенства и уг­нетения, изображают его вечным и предустановленным „естеств. порядком , в к-ром человек явля­ется пассивным орудием божеств, воли.

ПРОГРЕСС - особый тип разви­тия, к-рый включает в себя не толь­ко изменение, но и совершенство­вание, переход от низшего к выс­шему. П. не является всеобщей формой развития, в части., он от­сутствует во мн. процессах разви­тия неорганич. природы. Понятие П. неприложимо и ко Вселенной в целом (т. е. ко всему объектив­ному материальному миру). Приз­нание однонаправленности прогрес. развития Вселенной ведет к религ.-идеалистич. выводу о начале и конце мира (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22, 362-363). П. носит относит, характер, он присущ нек-рым формам дви­жения материи, прежде всего био­логической и социальной. Крите­рии П. специфичны в каждой из этих форм. П. обществ, означает постулат., восходящее развитие об-ва от более низких ступеней развития к более высоким. Об­ществ. П. не следует понимать как заданную заранее цель исто­рич. развития. П. об-ва определя­ется объективными законами его развития, и в части, законом соот­ветствия производств, отношений характеру производит, сил. В. И. Ленин считал развитие произво­дит, сил высш. критерием об­ществ, прогресса. Более высокому уровню развития производит, сил соответствует и более прогрес. система производств, отношений, дающая больший простор разви­тию производства, способствую­щая более полному и глубокому познанию окружающего мира и ис­пользованию этих знаний в прак-тич. деятельности людей. С этой т. зр. первобытн. об-во, рабовлад., феод., капиталистич. и коммунистич. формации представляют со­бой осн. ступени обществ. П. П. об-ва не исключает моментов рег­ресса, движения вспять в отд. сферах его жизни. В клас. об-ве П. носит антагонистич. характер. В капиталистич. об-вс развитие науч.-технич. П. осуществляется в интересах монополий, подчинено извлечению наивысш. прибыли. Только в условиях социализма науч.-тсхнич. и культурный П. осу­ществляется в интересах трудя­щихся, способствует удовлетворе­нию их материальных и духовных потребностей и развитию личности. Совр. бурж. идеология враждебна идее П. Нек-рые бурж. историки и социологи (А. Тойнби, П. Соро­кин) противопоставляют соц. П. идею циклич. развития, кругово­рота цивилизаций. Другие рисуют гибель цивилизации как неизбеж­ный результат науч.-технич. П. Эти идеи используются совр. тео­логией, к-рая с их помощью пы­тается обосновать эсхатологич. вы­воды о конце мира.

ПРОЗЕЛИТ  (греч.     prosēlytos, букв.  -  пришелец)  - человек, принявший к.-л. новую веру; но­вообращенный горячий приверже­нец ч.-л.

ПРОЗЕЛИТИЗМ (от греч. prosēly­tos, букв. - пришелец) - 1) стремление обратить в свою веру лиц др. исповедания; 2) горя­чая преданность вновь принятой вере.

ПРОЗЕРПИНА - см.  Персефона.

„ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ   - гл. труд Ч. Дарвина. Полное назва­ние - „Происхождение видов пу­тем естеств. отбора, или сохране­ние   благоприятствующих  пород в борьбе за жизнь . Изучив огром­ный науч. материал за время кру­госветного путешествия, Дарвин подготовил рукопись по теории естеств. отбора (1842), к-рую затем расширил (1844). В 1859 был издан труд „П. в. , в к-ром показывалось, что многообразие видов растений и животных, целе­сообразность их строения не про­дукт божеств, творения, а резуль­тат длит, эволюции органич. мира путем естеств. отбора. Создание Дарвином „П. в. - революц. пе­реворот в биологии, сокрушит, удар по догматам религии. Труд „П. в. получил поддержку всех передовых ученых и подвергся ожесточенным нападкам клери­калов.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ    ЖИЗНИ    - проблема, науч. рассмотрение к-рой стало возможно только на основе таких достижений био­логии, как теория Дарвина, иссле­дование химизма биологич. про­цессов, выявление фундамент, роли белков в них. Основы теории естеств. возникновения жизни на Земле были заложены в 20-х гг. 20 в. трудами А. И. Опарина. Важ­ное значение для ее развития имело открытие в 50-х гг. того факта, что основу живого вещест­ва образуют наряду с белками де-зоксирибонуклеиновая и рибону­клеиновая кислоты (ДНК и РНК). Ныне эта теория, опирающаяся на достижения биохимии, биофи­зики, молекулярной биологии, цитологии и др. наук, приводит к выводу, что жизнь на Земле появилась около 4 млрд. лет назад. К возникновению жизни привела эволюция изначально имевшихся на Земле углероди­стых соединений и формировав­шихся из них многомолекуляр­ных систем. Опыты, моделирую­щие условия на поверхности молодой Земли, показали, что тогда из простых органич. соеди­нений, воды, аммиака образовы­вались разнообразные более слож­ные соединения, в т. ч. аминокис­лоты, нуклеотиды, из к-рых в свою очередь формировались бел-ково - и нуклеиноподобные поли­меры - полипептиды и полинуклеотиды. В растворе органич. веществ, в прогретой солнцем во­де морей при определенных усло­виях образовывались многомоле­кулярные коллоидные системы (коацерватные капли), отделен­ные от окружающей среды, но сохраняющие с этой средой посто­янный обмен веществом и энер­гией. Внутри коацерватных капель, или каких-то иных фазово-обособ-ленных образований, происходило взаимодействие полинуклеотидов и полипептидов: полинуклеотиды служили матрицами для нефер­ментного синтеза полипептидов, полиаминокислоты связывали оп­ределенные нуклеотиды. Это взаи­модействие оказывало прямое влияние на устойчивость образо­ваний. Те из них, в к-рых взаимная структурная и функциональная обусловленность полинуклеоти­дов и полипептидов была выраже­на сильнее, чем у других, оказы­вались более устойчивыми и дол­говечными, т. к. были лучше урав­новешены с окружающей средой. Происходил первичный отбор об­разований с наиболее взаимно „пригнанными в структурном и функциональном отношениях полипептидными и полинуклео-тидными элементами. При каких-то пока еще не вполне раскрытых наукой условиях появились такие образования, внутри к-рых нуклеотидные элементы превратились в нуклеиновые кислоты, действо­вавшие как организаторы и матри­цы синтеза белков, а полипептид­ные элементы - в белки-фермен­ты, обеспечивающие самовоспро­изведение молекул нуклеиновых кислот. Эти образования могли повышать уровень упорядоченно­сти своей структуры за счет ис­пользования энергии и вещества внешней среды, самовоспроизво­дить себе подобных на основе ин­формации, заключенной в химич. структуре нуклеиновых кислот, и обладали индивидуально разли­чавшейся способностью уравнове­шивания с окружающей средой, благодаря чему первичный отбор превращался в качественно новое, биологич. явление — естеств. от­бор. Такие образования и явились первичными живыми телами.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ     РЕЛИГИИ. Бесспорные свидетельства перво-нач. религ. верований датируются временем верхнего палеолита (20-40 тыс. лет до н. э.). Одной из древнейших форм религии бы­ла магия - совокупность веро­ваний и обрядов, с помощью к-рых первобытн. человек пытался сверхъестеств. образом воздейст­вовать на окружающий мир, чтобы добиться своих практич. целей. В магии особенно четко видна соц. основа религии. Первобытн. человек прибегал к магии в тех случаях, когда не был уверен в результатах своих практич. дей­ствий, когда в его жизнь, в его судьбу вмешивались неведомые ему и не контролируемые им факторы. Т. обр., причины воз­никновения религии (корни ре­лигии) следует искать не в сфере сознания, а в ограниченности пер­вобытн. практики, в бессилии лю­дей перед лицом природы и обще­ственных отношений. В основе вся­кой религии лежит вера в сверхъ­естественное. В первобытн. рели­гии первоначально возникает вера в сверхъестеств. свойства мате­риальных предметов (фетишизм) или вера в сверхъестеств. связи между реальными объектами (ма­гия, тотемизм). Лишь на дальней­ших этапах развития лервобытн. об-ва сверхъестественное стало мыслиться как самостоят., немате­риальная сущность, возникает ве­ра в духов и души (анимизм), к-рые противопоставляются матери­альным вещам и мыслятся сущест­вующими без них. Представления о богах, т. е. о духовных суще­ствах, каждое из к-рых имеет свое имя и индивид, особенности, воз­никают в основном уже в клас. об-ве и отражают в превратном виде антагонист, обществ, отно­шения. Религии первобытн. об-ва формировались в рамках отд. ро-доплемен. общностей и отражали в своих верованиях и обрядах условия их жизни, особенности их материальной и духовной культу­ры. Изменения в характере произ­водств, деятельности племени и в его соц. отношениях получали свое фантастич. отражение в религ. верованиях. Так, переход от охоты к скотоводству и земледелию нашел свое религ. отражение в превращении охотничьей магии и тотемизма в культы духов - покровителей животных и духов растений. Переход от матриархата к патриархату привел к тому, что господствовавшие ранее жен­ские духи уступили место муж­ским и т. п. В раннеродовом об-ве существовало полное соц. равен­ство соплеменников. Это находи­ло свое отражение и в культовой деятельности рода или племени. В ней на равных основаниях участвовали все члены об-ва. Лишь в эпоху разложения родового об-ва возникает специализация куль­товых действий. Гл. роль в них начинают играть колдуны или ша­маны. Эта специализация усили­вается и закрепляется в клас. об-ве. В нем формируется особый соц. слой служителей культа.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ   ЧЕЛОВЕКА. После выхода трудов Ч. Дарвина и Т. Гексли, посвященных П. ч., в науке прочно утверждается пред­ставление о родстве человека с высш. обезьянами. Родство это доказывается сравнительно-анатомич., эмбриологич. и физиология, исследованиями, изучением высш. нервной деятельности человека и обезьян, а также данными па­леонтологии и палеоантропологии. Решив проблему предков челове­ка, Дарвин и Гексли вместе с тем не смогли правильно ответить на вопрос об осн. движ. силах превра­щения др. высш. обезьян в челове­ка. Ответ на этот вопрос дал Ф. Эн­гельс в своей работе „Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека . Согласно трудовой теории антропогенеза, именно тру­довая деятельность была гл. движ. силой в процессе очеловечения высш. приматов. В ходе этого про­цесса соц. факторы развития по­степенно устраняли действие фак­торов биологических. Место П. ч. до сих пор точно не определено. В свете имеющегося в наст. вр. археология, и палеоантропология, материала наиболее вероятной ро­диной человека представляется Вост. Африка, где найдены самые др.  остатки людей  и следы их труд, деятельности. Тем не менее нек-рые ученые окончательно не сбрасывают со счетов в качестве возможных мест становления че­ловека Юго-Вост. Азию и ряд др. регионов. Непосредств. предками человека были австралопитековые обезьяны, обитавшие во мн. райо­нах земного шара. Они передвига­лись на двух ногах, охотились на мелких животных, имели срав­нительно развитый мозг. В процес­се эволюции из числа австрало-питековых выделились наиболее высокоразвитые формы, начавшие изготовлять  орудия.   Речь  идет о Homo habilis („человеке  уме­лом ) , остатки к-рого были най­дены  в  1960 англ. археологом Л. Лики в Олдувайском ущелье в Танзании. Возраст этого суще­ства был определен калий-аргоно­вым методом в 1750-1850 тыс. лет. Еще древнее найденные Л. Ли­ки в 1970 в районе Кооби-Форы в Кении примитивные каменные орудия  — их возраст 2,6 млн. лет.   Мн.   ученые  считают Homo habilis   древнейшим   человеком, однако нек-рые исследователи по­лагают, что это существо было еще  не   настоящим   человеком, а „предчеловеком , и утверждают, что его труд носил несистематич., полуинстинкт, характер. Более раз­витыми древнейшими людьми яв­лялись   яванские   питекантропы (большинство их жило 0,5 - 1 млн. лет назад, однако возраст наибо­лее др. особей, по-видимому, до­стигает 1,5-1,9 млн. лет), чадант-роп (1 млн. лет) в Центр. Африке, атлантроп (600 тыс. лет) в Сев. Африке, гейдельбергский человек и человек из Вертешсёллеша (при­близительно 500 тыс. лет) в Центр. Европе, олдувайский питекантроп (около  500 тыс. лет)   в Вост. Африке, синантроп (300 тыс. лет или  несколько  ранее)   в  Вост. Азии и т. д. Следующей стадией в  развитии человека были др. люди - неандертальцы, впервые появившиеся 200-150 тыс. лет на­зад и заметно эволюционно про­двинувшиеся в сравнении с древ­нейшими людьми. По объему моз­га неандертальцы мало отличались от совр. людей, однако строение мозга было у них более примитивное. И все же у неандертальцев, по-видимому, значительно повыси­лась способность к абстракции, о чем, в части., свидетельствует появление у них религ. представ­лений. Нек-рые исследователи да­же допускают возможность воз­никновения у неандертальцев зача­точных форм родовой организа­ции. Наиболее высокоразвитые формы неандертальцев были пред­ками возникшего ок. 40 тыс. лет назад чедрвека совр. вида - Homo sapiens („человека разумного ), к-рого по месту первой его наход­ки (пещера Кро-Маньон во Фран­ции, 1868) назвали кроманьонцем. С появлением совр. людей естеств. отбор окончательно перестал дей­ствовать как фактор развития, и биология, эволюция человека за­вершилась.

ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736) - рус. гос. и церк. деятель, писатель, сподвижник Петра I, с 1718 - епископ, с 1721 - вице-президент Синода, с 1724 до смер­ти — архиепископ новгородский. В разработанном им „Духовном регламенте (положении о Сино­де), в политич. трактате „Правда воли монаршей и др. П. обосно­вывал упразднение патриаршества и учреждение Синода, выступал как сторонник петровских ре­форм, развивал идеи просвещен­ного абсолютизма. П. был одним из образованнейших людей своего времени, принимал участие в со­здании Российской академии наук.

ПРОМЕТЕЙ (греч. - провидец) - в греч. мифологии - защитник людей от произвола богов и покро­витель человеч. рода. Согласно мифу, П. похитил с Олимпа огонь, отнятый у людей Зевсом. За это он был приговорен к вечным му­кам. Его образ стал символом мо­гучего несгибаемого борца за инте­ресы людей.

ПРОПОВЕДЬ - пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие по­ложения вероучения и побуждаю­щей к соответствующему поведе­нию. П. получает наибольшее раз­витие в миров, религиях. В средне - век. п/хгвоашвии и католицизме появляется П. гимнологическая, политическая, панегирики П. по случаю различных событий. Протестантизм превращает П. в центр, момент богослужения. В условиях совр. кризиса религии значительное внимание в П. уде­ляется СОЦ.-ЭТИЧ. проблемам и апологетике.

ПРОРИЦАТЕЛЬ - общее название предсказателей судьбы, пророков, волхвов, жрецов, оракулов, га­дателей и гадалок, астрологов, толкователей снов и примет, „яс­новидящих” и т. д., якобы полу­чающих достоверные сведения о будущем сверхъестеств. путем - через знамения свыше, мистич. наитие, озарение, откровение. П. приписывались особые провиден­циальные качества, к-рыми якобы не обладают др. люди. П. сущест­вовали и существуют во все вре­мена, во всех религиях. В наст. вр. в капиталистич. мире процветает множество П. (напр., в США ок. 90 тыс., во Франции ок. 40 тыс. официально зарегистрированных профессиональных П.).

ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ про­рицатели, гадатели, по своим функ­циям и характеру деятельности близкие к шаманам, у народов Ха­наана и в Др. Израиле. Во время актов „пророчества впадали в экстаз. Некоторые из П. б. вели бродячий образ жизни, взимая с населения плату за свои услуги, другие находились на постоян. службе у царей, родовых старей­шин. В Ветхом завете часто упо­минаются пророки Самуил, Гад, Нафан, Илия, Елисей. Нек-рые из П. б. записывали свои проповеди, к-рые впоследствии вошли в Вет­хий завет как пророков книги.

ПРОРОКОВ КНИГИ - группа ветхозав. книг, авторство к-рых при­писывается пророкам. Среди них - 4 „великих (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил) и 12 „малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия). Поря­док, в к-ром расположены П. к. в Ветхом завете, не соответствует реальной последовательности их появления. Нек-рые из П. к. объе­диняют несколько произведений, принадлежащих разным авторам. Так, из 66 глав, составляющих книгу Исайи, главы Г-39 относят­ся ко второй половине 8 в. дон. э., 40—55 написаны в период плена и, естественно, другим автором; в библеистической литературе эта часть именуется Второисаией. Ос­тальные 11 глав („Третьеисаия ) написаны еще позже. Из трех разнород. частей состоит также книга Захарии. Во многих других П. к. также безусловен элемент компи­лятивности, так что их принадлеж­ность определ. авторам может признаваться лишь условно. По времени появления П. к. де­лятся на группы: допленные (Первоисаия, Осия, Амос, Михей), эпо­хи пленения и пребывания евреев в плену (Иеремия, Иезекииль, Второисаия, Авдий и др.), позд­ние (Иона, Иоиль, Даниил). П. к. представляют собой фантаст.-мифологич. объяснение причин бед и несчастий, обрушивавшихся на др. евреев в течение столетий и непонятных им, особенно в свете учения о богоизбранности Израиля. Пророки изобличают евреев в неверности заключенному с Яхве завету, толкуют все их несчастия как наказание за неверность, пред­рекают еще худшие беды и гряду­щее в конце концов спасит. вмешательство Яхве, к-рый простит свой народ и через посредство мессии восстановит его положение в мире. Вместе с тем в П. к. звучат ноты протеста против усиливавше­гося угнетения неимущих, обез­земеливания и закабаления сво­бодных общинников. В этом сти­хийно выражались настроения соц. протеста низших слоев об-ва.

ПРОРОЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ - во мн. религ. учениях прорицание, предсказание будущего, основан­ное якобы на том, что пророк получает свои сведения из сверхъ­естеств. источника. Большое место занимают П. р. в Библии. Вера в П. р. фигурирует во мн. религи­ях. Особенно большую роль она играет в исламе, где гл. и самым выдающимся пророком считается основатель этой религии Мухам­мед.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО - пропа­ганда и попытки осуществления идеи о том, что осн. путь преодоле­ния религии распространение истин, знаний, просвещение, т. с. воздействие на сознание людей. П., основанное на идеалистич. понимании об-ва и утверждения, что религия порождается гл. обр. невежеством, свойственно атеизму франц. просветителей 18 в., Фей­ербаху, рус. революц. демократам, а также совр. бурж. атеизму и свободомыслию. Науч. атеизм не отрицает того, что незнание истин, причин природных и обществ, яв­лений - непременный корень ре­лигии, но, исходя из материали-стич. понимания об-ва, гл. путем преодоления религии считает ко­ренное изменение тех условий обществ, бытия, к-рые порожда­ют и поддерживают религию (см. Корни религии). Тем самым снимается и преодолевается од­носторонность просветительского подхода к атеистич. воспитанию.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - прогрсс. идейн. течение эпохи становления капи­тализма, связанное с борьбой под­нимавшейся буржуазии и народ­ных масс против феод, порядков и учреждений. Отличит, чертой П. являлось стремление его предста­вителей к переустройству всех об­ществ, отношений на началах ра­зума, „вечной справедливости , равенства и др. подобных принци­пов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемле­мых „естеств. прав человека. Гл. средством преобразования об­ществ, жизни деятели П. считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Как отмечали К. Маркс и Ф. Эн­гельс, идеалы просветителей ока­зались на практике не чем иным, как „идеализированным царством буржуазии (т. 20, с. 17). Наряду с указанными выше общими чер­тами П. в разных странах имело и специфич. отличия, обусловлен­ные особенностями их историч. развития. Напр., англ. П., последовавшее за „славной револю­цией , отличалось умеренным ха­рактером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззре­ние его родоначальника Дж. Локка, к-рый был „в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 419). Свободомыслие Локка и др. пред­ставителей англ. П. (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось га. обр. в борьбе за веротерпимость, а критика рели­гии велась с дсистских позиций. Во Франции П. предшествовало бурж. революции конца 18 в. и сьнрало решающую роль в ее идеологич. подготовке. Родона­чальниками франц. П. были Воль­тер и Монтескье, а его отличит, особенностью - воинств, анти­клерикализм, непримиримое от­ношение к католич. религии и церкви, составлявшим духовный оплот феод.-абсолютист. строя. Наиболее решит, противниками религии среди франц. просвети­телей были философы-материа­листы (Ламетри, Дидро, Гельве­ции, Гольбах), выступавшие с от­крыто атеистич. позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Рус­со), и мыслители, лояльно отно­сившиеся к католицизму (Кон-дильяк). В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демократич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) - Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллен и др. Филос. основой мировоззрения названных мысли­телей был материализм в сочета­нии с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаи­вали свободу совести. Неразви­тость бурж. отношений в Герма­нии, ее экономим, и политич. от­сталость нашли отражение в проти-вореч. характере нем. П. Наряду с умеренным течением, тяготев­шим к идеализму, в нем имелось и демократич. направление, ориен­тированное на материализм, свя­занное с протестом широких слоев населения против феод, произвола, гнета абсолютизма, против офиц. религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и др.) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и веро­исповедания, осуждали религ. не­терпимость, фанатизм. В России идеология П. возникла и стала распространяться со вт. пол. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В нач. 19 в. рус. П. было представ­лено деистическо-материалистич. (И. П. Пнин,И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистич.-атеистич. (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее вклю­чало участников революц.-освободит. движения декабристов и носило ярко выраженный антирелиг. характер. Вместе с тем в рус. П. имелась и реакц.-идеалистич. филос. школа (Д. М. Велланский, М. Г. Павлов, В. Ф. Одо­евский и др.). Рус. просветителя­ми 19 в. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Мировоззре­ние рус. революц. демократов представляло собой высш. ступень в развитии домарксовского мате­риализма и атеизма. Видными дея­телями П. являлись также предста­вители революц.-демократич. мыс­ли народов России, др. стран вт. пол. 19 - нач. 20 в.

ПРОСКОМИДИЯ - первая часть христ. литургии, во время к-рой священнослужители приготовляют хлеб и вино для причащения ве­рующих.

ПРОСФОРА (греч., букв. - при­ношение) - в первые века сущест­вования христианства так называ­лись приношения христиан в об­щину, часть к-рых использовалась для причащения, а остатки — для „вечери любви , устраивавшейся после литургии. Позже П. в пра-восл. церквах стали называться небольшие круглые булочки, вы­пекаемые из квасного пшеничного теста, употребляемые для прича­щения. У католиков для этих це­лей употребляются гостии.

ПРОТАГОР (ок. 480-410 до н. э.) - др.-греч. философ, основатель школы софистов. Считал человека мерой существования или несуще­ствования вещей. Исходя из этого, утверждал, что о богах нельзя знать „ни того, что они существу­ют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неяс­ность вопроса, и краткость человеч. жизни . П. рассматривал об-во как результат дарования лю­дям огня и искусств Прометеем, похитившим их у богов, и дарова­ния Зевсом стыда и правды. Был изгнан из Афин, а его книга о богах сожжена.

ПРОТЕСТАНТИЗМ - одно из трех, наряду с католицизмом и право­славием, гл. направлений христи­анства, представляющее собой со­вокупность многочисл. и само­стоят, церквей и сект, связанных своим происхождением с Рефор­мацией - широким антикатолич. движением 16 в. в Европе. В 1526 шпейерский рейхстаг по требова­нию нем. князей-лютеран принял постановление о праве каждого нем. князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 от­менил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских го­родов последовал „протест , от к-рого и происходит термин „П. . Буржуазия, борясь против като-лич. церкви, освящавшей феода­лизм, ставила цель не упразднить, а лишь „исправить ее, реформи­ровать, приспособить к своим клас. интересам. П. разделяет об-щехрист. представления о бытии бога, его триединстве, о бессмер­тии души, рае и аде (отвергая ка-толич. чистилище), об откровении и пр. Вместе с тем П. выдвинул 3 новых принципа: спасение лич­ной верой, священство всех ве­рующих, исключит, авторитет Биб­лии. Согласно учению П., перво­родный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может до­биться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупит, жертву Христа. Каж­дый христианин, будучи избран­ным и крещенным, получает „по­священие на сверхъестеств. обще­ние с богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенст­во) . Так, в П. снимается догматич. различие между священником и мирянином, упраздняется церк. иерархия. Служитель культа в П. лишен права, напр., исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат. Произошли изменения и в культе. П. упразднил мн. „таинства , ос­тавив лишь крещение и причаще­ние, отверг учение о благодати. Была отвергнута молитва за умер­ших, поклонение святым и много­числ. праздники в их честь, почита­ние мощей и икон. Молитв, дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая цер­ковь, П. отказался от монастырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Библия провозглашена единственным ис­точником вероучения, а т. н. св. предание отвергнуто. Библия была переведена на нац. языки, ее изучение и толкование стало не „грехом , как в католицизме, а первейшей обязанностью каждо­го верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократич. устройства общин (ра­венства мирян и духовенства, выборность, отчетность и др.). Первонач. формами П. были: лю­теранство, цвинглианство и каль­винизм, унитаризм и социнианство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем воз­никает ряд течений, известных как „поздний П. : баптисты, мето­дисты, квакеры, адвентисты, сви­детели Иеговы, мормоны или „Святые последних дней , „Армия спасения , „Христианская наука , пятидесятники и др. Формирова­ние большинства этих течений проходило под знаком „религ. возрождения , возврата к идеа­лам раннего христианства и Ре­формации. В наст. вр. П. получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, ФРГ, Великобритании, Нидерлан­дах, Канаде, Швейцарии. Мир. центр П. - США, где обосновались штаб-квартира баптистов, адвенти­стов, иеговистов и др. Для совр. П. характерно стремление к интег­рации, к-рое нашло выражение в создании в 1948 Всемирн. совета церквей. Теология П., являясь разновидностью христ. идеологии, прошла ряд этапов в своем разви­тии. Это ортодокс, теология 16 в. (М. Лютер, Ж. Кальвин) , неопро­тест., или либеральная, теология 18 — 19 вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак) , „ теология кризиса , или диалектиче­ская, теология, появившаяся по­сле первой мир. войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), ради­кальная, или „новая , теология, распространившаяся после вто­рой мир. воййы (Д. Бонхеффер и др.).

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСО­ФИЯ. Реформация утверждала ре­лиг. веру в качестве личной связи человека с богом. Истинно религ. познание бога М. Лютер противо­поставлял светскому разуму, включая схоластич. умозрения. Тем самым разум был вынесен за пределы религ. веры и лишен даже того значения, к-рое ему при­давали схоласты, признававшие философию в качестве „служанки теологии . В протестантизме на этой основе сложилась „антифилос. традиция, представленная в 20 в. в неоортодоксии К. Барта. Однако и протестантизм не смог обойтись без филос. интерпретации ряда важнейших теологич. поня­тий и обоснования принципов веро­учения. Эта потребность привела к появлению протест, неосхоласти­ки, основы к-рой были заложены соратником М. Лютера - Ф. Меланхтоном. Она просуществовала до 18 в. и была вытеснена шко­лой Лейбница-Вольфа. Отвергнув католич. философию, протестан­тизм сделал саму религию объек­том осмысления светским разумом. Учение И. Канта о религии, его критика схоластич. метафизи­ки и существующей церкви, при­знание бога в качестве постулата практич. разума и гаранта мо­ральности были использованы про­тест, теологами и представлены в качестве протест, философии ре­лигии. Важную роль в развитии протестантизма сыграли взгляды Ф. Шлсйермахера (1768 1834), создавшего Основы „либеральной теологии , к-рая видела источник веры в заложенном в самом чело­веке „религ. опыте или „пере­живании , т. с. в том или ином состоянии личности, человека как субъекта веры. Возникшая в 20-х гг. 20 в. „диалектич. тео­логия (К.Барт), отвергнув как „обмирщение веры либеральный протестантизм, опиралась на метод решения филос. проблем, разра­ботанный в экзистенциалистском учении С. Кьеркегора: в основу апологетики христ. веры была положена идея „парадоксальнос­ти , „абсурдности мира и „за­брошенности в нем человека. Вопреки очевидной связи „диа­лектич. теологии с экзистенциа­листской философией бартианцы продолжают утверждать, что бог не может быть объектом филос. познания, он не нуждается в услугах чувств или разума, что­бы стать объектом веры. Негатив­ное отношение бартианской неоортодоксии к философии выражает се отступление на позиции слепой веры. Вот почему др. крупнейший представитель совр. протест, тео­логии П. Тиллих поставил задачу восстановить утраченный синтез христианства с совр. сознанием, в т. ч. и с философией. Он предла­гает переосмысление христ. догмы с помощью экзистенциалистской философии. Программа и методы демифологизации христианства, предложенные протест, теологом Р. Бультманом, были разработаны на основе экзистенциалистской философии М. Хайдеггера. Для современной протестантской мыс­ли особенно характерен философ­ский эклектизм.

ПРОТИВОРЕЧИЯБИБЛЕЙСКИЕ - см. Библейские проти­воречия.

ПРОТОИЕРЕЙ (от греч. protos - первый иhieros - священный), протопресвитер, протопоп — стар­ший правосл. священник, настоя­тель соборной церкви. Звание П. нередко жалуется священникам как отличие за личные заслуги перед церковью.

ПРОФСОЮЗЫ ХРИСТИАНCKИЕ       см.  Христианский син­дикализм.

ПРОХАНОВ Иван Степанович (1869 1935) религ. и политич. деятель, руководитель Всерос. Союза еванг. христиан (1908 1928). В марте 1917 создал христ.-демократии, партию „Воскресе­ние ; Октябрьскую революцию встретил враждебно. Позднее под давлением рядовых верующих встал на путь политич. лояльно­сти, стремился приспособить свою утопич. соц.-религ. программу к условиям социалистич. строи­тельства. В 1928 П. эмигрировал из СССР.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Словарь Атеиста:

СЕБ - СОЮ

СЕБЕК, Собек - егип. бог воды и разлива Нила, дающий изобилие и плодородие. Расцвет культа С. приходится на 19—18 вв. до н...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...