Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ПРЕ - ПРО

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПРЕАНИМИЗМ бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена про­тив анимистич. теории. Согласно П., анимизму предшествует аниматизм, вера в некую единую „без­личную „духовную силу, гос­подств, и мире и управляющую им. С этой т. зр. нреанимисты пы­тались объяснить происхождение магии, анимизма, тотемизма. Сто­ронники П. (Э. Дюркейм, Л. Леви-Брюль и др.) пытались дока­зать, что представление о единой „духовной силе это древней­шая „аффективная категория сверхъестественного , становясь, т. обр., на т. зр. патера Шмидта об извечном единобожии (см. Прамонотеизм). Критикуя теорию П., академик Ю. П. Францев писал: „Не единая сила стоит в начале представлений о сверхъестествен­ном, а отдельные, конкретные ве­щи, из чувственных превращаемые в „чувственно-сверхчувственные воображением дикаря (У исто­ков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959, с. 215).

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, или апостольское, традиция (лат. traditio, букв. - передача) - совокуп­ность религ. положений и установ­лений, носящих якобы богооткровенный характер. Цель и назначе­ние П. с. - поддержать и обосно­вать „богоустановленность св. писания, а также истолковать его важнейшие положения, выработан­ные задолго до окончат, утвержде­ния церкви, применительно к но­вым условиям церк. жизни. С т. зр. религ. авторитета и догматич. зна­чимости церковь считает П. с. рав­ноценным писанию священному. Есть в богословии и такая т. зр., что П. с. выше писания, поскольку окончат, свод „св. книг опре­делен преданием. В христианстве П. с. признается только правосла­вием и католицизмом. Правосл. церковь относит к П. с. материалы первых 7 вселен, соборов, труды „отцов церкви преимущественно первых 8 веков, а также др. бо­гослужебную практику. Католики добавляют ко всему этому еще ре­шения римск. пап и постановле­ния своих соборов. Протест, церк­ви относят к „божеств, открове­нию только писание священное, а П. с. рассматривают как продукт человеч. деятельности. Имеется П. с. и в др. религиях. В части., в исламе таким преданием явля­ется Сунна.

ПРЕДВИДЕНИЕ     НАУЧНОЕ   - определение на основе науч. зна­ний предстоящего хода событий в природе или об-ве или результа­тов предпринимаемой практич. деятельности. П. н. стало возмож­ным в 15 — 16 вв. вместе со ста­новлением науки в совр. ее по­нимании и представляет высш., наиболее развитую форму пред­видения. П. н. предшествовало в древности и средние века пред­видение, опиравшееся на опыт повседневной жизни и эмпирич. знание. Однако на основе их можно было предсказать только явления, подобные уже происшед­шим и относившиеся гл. обр. к несложной хозяйств, и бытовой деятельности. П. н. способно пред­сказать явления не только уже из­вестного людям типа, но и качест­венно новые. Глубина, истинность и точность П. н. проявились в пред­сказании на основе достижений астрономии, механики и математи­ки существования в Солнечной си­стеме планет, названных после их открытия Нептуном и Плутоном, в предсказании на основе перио-дич. закона Менделеева существо­вания и свойств мн. открытых затем химич. элементов, а на базе успехов физики - существования ряда типов элементарных частиц (позитронов, мезонов и др.). Соз­дание Марксом и Энгельсом науки об об-ве сделало возможным П. н. и в сфере обществ, жизни. Маркс и Энгельс установили неизбеж­ность револ.оц. замены капитализ­ма коммунустич. строем, решаю­щую роль рабочего класса в со-циалистич. революции. Ленин определил возможность и пути дости­жения победы социализма в одной стране при сохранении в течение какого-то времени капитализма в др. странах. Вся деятельность коммунистич. и рабочих партий опирается на предвидение хода об­ществ, развития, вытекающее из марксист.-ленинского анализа рас­становки прогрес. и реакц. сил в мире.

ПРЕДКОВ КУЛЬТ - элемент семейно-родового культа, сложивше­гося в патриархальном экзогам­ном роде. П. к. поддерживали ста­рейшины родов и главы патри­архальных семей. Разнообразные формы П. к. были распространены среди народов Тропич. Африки. П. к. складывается на основе: 1) погребального культа (и свя­занных с ним представлений о ду­шах и духах умерших людей), в итоге развития к-рого, напр, у баконго (нижн. течение р. Кон­го), могилы стали служить алта­рями постоянно поддерживаемого П. к.; 2) тотемизма - когда в ито­ге антропоморфизации предка-то­тема складывается представление о мифич. прародителях то с зооан-тропоморфными чертами, то в об­разе людей-предков; 3) культа личных духов-покровителей и фе­тишизма (классич. примеры син­кретизма фетишизма и П. к. дает Тропич. Африка); 4) культа семейно-родового гения-покровите­ля. Особое значение в П. к. зани­мало представление о том, что духи предков остаются членами ро­да, но они могущественнее людей и от них зависит благосостояние рода. Это представление служит идеологич. основой для перерас­тания образа почитаемого родона­чальника в культ племен, бога. С дифференциацией об-ва по соц. признаку происходит и дифферен­циация предков в соответствии с соц. иерархией людей, в итоге на 1-е место выдвигается культ вождей племен, родоначальников. На его основе в др.-греч. и др.-римск. религиях возникает культ героев, а затем в христианстве и исламе - святых культ.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей бога. В иуда­изме, христианстве, исламе - один из осн. догматов. П. - объект борьбы различных религ. течений, пытающихся преодолеть противо­речие между представлениями об абсолют. П. и свободой воли чело­века, его моральной ответственно­сти за поступки. В христианстве борьба вокруг П. шла особенно ост­ро в период патристики и Рефор­мации. В противовес признанному еретическим учению пелагианства о возможности спасения человека собственными силами Августин утверждал, что получение благо­дати и спасение целиком зависят от воли бога. Кальвинизм выдви­нул учение об абсолют. П. Ислам, сохраняя ориентацию на фатализм, сочетает П. с допущением в из­вестных рамках свободы воли. Православие и католицизм обос­новывают совмещение свободы во­ли с божеств. П., провидящим пути использования человеком дарован­ной ему богом свободной воли. Совр. теология стремится смягчить фаталистич. характер П. при мо­дернизации религ. футурологии, эсхатологии.

ПРЕДПИСАНИЯ РЕЛИГИОЗ­НЫЕ - требования, предъявля­емые к.-л. религ. верой и церко­вью от имени бога, пророков или во имя их. П. р. могут регламен­тировать не только культ, но и са­мые разнообразные сферы жизни: быт, труд, взаимоотношения се­мейные, половые и т. д. Примером могут служить многочисл. установ­ления Ветхого завета. Сфера дейст­вия П. р. имеет тенденцию к суже­нию, сосредоточению в области моральных предписаний и куль­та, поскольку развитие обществ, практики, науки, культуры обна­руживает полную несостоятель­ность и вред мн. П. р. Хотя христ. церкви официально признают десятословие, но умалчивают при этом о таких заповедях, как праздновать субботу, не варить козленка в молоке его матери и т. д. При всей случайности и не­лепости мн. П. р., в целом их происхождение следует объяснять не просто произволом религ. фан­тазии, но когда-то существовавшей практич. потребностью. Религ. санкция норм, правил, предписа­ний оказывала и оказывает пара­лизующее воздействие на мысль, поиски лучших решений и тем препятствует прогрессу в тех сфе­рах общесгв. и личной жизни, к-рые регламентировались рели­гией. Мн. преступления против че­ловечности совершались людьми, следовавшими П. р.

ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ поня­тие, входящее в круг идей уче­ния о перевоплощении и означаю­щее те его этапы, к-рыс предше­ствовали данному, теперешнему, и оказали на последнее свое воз­действие. Напр., подробно разра­ботано П. Будды Шакья-Муни, возвестившего миру учение о спа­сении. Факты П. изложены в т. н. джатаках, повествующих о 550 прежних перерождениях Будды. Материал для джатак черпался гл. обр. из инд. фольклора.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ - 1) предвзя­тое, отриц. отношение к ч.-л., к.-л.; 2) ложное убеждение, свя­занное с мировоззренч. заблужде­ниями, напр, с религиозными. Ошибочность П. субъективно не осознается, несмотря на его проти­воречие действительности, реально­му опыту, знаниям и истин, убеж­дениям самой личности. Восприя­тие, поддержание и стойкое закреп­ление мн. П. осуществляется по психологич. каналам подражания, внушения и самовнушения в об­ход критики и собственного реаль­ного опыта верующего - под воз­действием веры в бога, пропове­дей, культа, религ. среды и отноше­ний. Ядро этих П. — принятые на веру измышления о чудесах, ми­стически окрашенные представле­ния, чувствен, иллюзии и пр. Пре­одолению П. способствует расши­рение соц. связей верующего, сти­мулирование обществ, активности, приобщение к достижениям науки и культуры, усвоение материали-стич. мировоззрения.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИ­ЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - необходи­мая связь между предшествующи­ми и последующими атеистич. иде - ями, в более широком смысле — между этапами развития атеизма, а также между атеистич. учениями и прогрес. элементами всей ду­ховной культуры человечества. Атеизм несовместим с нигилистич. отрицанием культурных достиже­ний прошлого. П. а. у. выражается в постулат, развитии атеизма: каж­дое атеистич. учение, опираясь на сумму знаний, вносит элементы нового в осмысление религии и методы ее критики. П. а. у. опи­рается на материалист, концепцию самодостаточности и вечности при­роды, развивающуюся историчес­ки от допущения невмешательства бога в дела природы и об-ва до последоват.-материалистич. отри­цания сверхъестественного. П. а. у. выявляется, напр., в вопросе о про­исхождении религии. Осн. мысль, проходящая через всю историю атеизма, - идея земного, естеств. происхождения религии. До марк­сизма эта идея имела гл. обр. пси-хологич. обоснование: религия - продукт страха, невежества и об­мана. Марксизм, не отрицая этих факторов, совершил переворот во взглядах на религию и ее про­исхождение, увидев причины ре­лигии прежде всего в несвободе человека по отношению к окружа­ющему миру, порожденной его бессилием перед природой и про­цессом обществ, развития. Мысли о связи религии с соц. факторами, с господством одних и угнетением других высказывались и до Марк­са (напр., Фейербахом), но носили стихийный характер. Более систе­матическими являлись положения революц. демократов о связи ре­лигии с соц. факторами. П. а. у. обнаруживается и в вопросе о ро­ли религии в об-ве, о путях ее преодоления. Совр. марксист, ате­изм - закономерный результат предшеств. развития атеистич. мысли.

ПРЕЛАТ (лат. praelatus - предпо­чтенный, поставленный над кем-либо) - в католич. и англикан. церквах - звание, присваиваемое высш. духовным лицам.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ    праздник правосл. церкви, относимый к числу двунадесятых праздников. От­мечается 6(19) августа. Установ­лен в честь якобы реального собы­тия - „преображения Иисуса Христа, о к-ром повествуется в Евангелии от Луки. По еванг. ска­занию, однажды, когда Иисус молился на горе со своими учени­ками, лицо его преобразилось, одежда сделалась белою и из обла­ка раздался голос божий: „Сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте (Лк. 9 : 35). Тем са­мым, по словам правосл. духо­венства, Иисус будто бы совершил одно из самых больших своих чудес, чтобы „явить свою бо­жеств, сущность. Однако это чудо прямо заимствовано из вет­хозаветной книги „Исход , где по­вествуется о П. Моисея (24, 34). Еванг. сказание имело целью воз­высить Иисуса в глазах верующих, устами господа назвать его „сы­ном божьим . Праздник П. был установлен в 4 в. На Руси он появился вместе с христианством и был приурочен к старинному земледельч. празднику, с к-рого начиналась уборка яблок в садах. Отсюда сложившееся в народе др. название праздника — яблочный спас. Церковь освятила бытовав­ший обычай не есть яблок до их созревания, связав сбор урожая со временем праздника П. Т. обр. церк. праздничная дата вошла в народный календарь.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Петр Федо­рович (1894-1941) - сов. исто­рик, занимавшийся исследованием раннего христианства, влияния античных культов на формирова­ние христ. догматики, морали и обрядности. Осн. труды вошли в сб. работ П. ,,В мире античных идей и образов (1967).

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИ­ЩЕ - находящийся в Москве центр старообрядческой (беспо­повской) общины Федосеевского толка. П. к. было основано в 1771 во время эпидемии чумы купцом Ковылиным, получившим участок земли близ Преображенской заста­вы и основавшим 2 монастыря-общежития: мужской и женский. В нач. 19 в. число обитателей их достигало 1500, а число прихо­жан - 10 тыс. Царское правитель­ство в 1847 передало П. к. под начало попечительского совета, а верующих пыталось обратить в единоверие. Однако уничтожить общину так и не удалось. Она сохраняется и в наши дни, осу­ществляя руководство всеми общинами Федосеевского толка, продолжающими существовать в стране.

ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros - старейшина) - управляющий в раннехрист. общинах, а после об­разования христ. церкви - свя­щеннослужитель. В протестантиз­ме П. - руководитель общины, избираемый, как и пастор, из со­става мирян.

ПРЕСВИТЕРИАНЕ (от греч. pres­byteros - старейшина) - течение в кальвинизме, возникшее в пери­од Реформации в Шотландии и Англии. Выражая интересы круп­ной буржуазии и нового дворян­ства, П. выступали против коро­левского абсолютизма и поддер­живавшей его англикан. церкви; сыграли важную роль в англ. бурж. революции 17 в. Основал церковь П. в Шотландии Дж. Нокс (1505-1572). Он выдвинул требование республикан. церк. устройства и возврата к первонач. христианст­ву. Осн. принципы вероучения П. изложены в „Вестминстерском вероисповедании (1648) и выдер­жаны в духе ортодокс, кальвиниз­ма, с его верой во всеобщую гре­ховность людей и абсолют, предо­пределение.     Культ     предельно упрощен.  Богослужение состоит из проповеди, общей молитвы, пе­ния псалмов. Управляются общи­ны  П.  консисторией  в составе пресвитеров и пастора, избирае­мых из мирян. Несколько общин объединяются в ассоциацию, воз­главляемую пресвитерией в соста­ве пресвитеров и пасторов от каж­дой общины. Ассоциации входят в провинц. и нац. синоды. Высш. органом у П. является ген. ас­самблея, состоящая из пресвите­ров   и  пасторов,  направляемых пресвитериями. Значит, часть П. входит в свою международ, орг-цию - „Альянс реформатских церквей мира, придерживающихся пресвитерианского строения , уч­режденную в 1875. В наст. вр. П. имеются в Шотландии (гос. цер­ковь), Англии, Ирландии, США, Канаде, Австралии и др. странах.

ПРЕСТОЛ - гл. принадлежность христ. храма, предмет религ. по­клонения; небольшой четырех­угольный стол, часто художеств, исполнения, находится посредине алтаря; место размещения анти­минса, креста и евангелия. Возле П. совершается евхаристия, про­водятся богослужения.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники правосл. церкви, по­священные различным персона­жам или событиям „св. истории , в честь к-рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название - храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В условиях феод, раздробленности отд. княжества стремились обза­вестись „собственными святыми, к-рые бы покровительствовали им. В их честь воздвигались храмы, а связанные с ними праздники становились ежегодными, приоб­ретая особое значение в данной местности. И поныне церковь рас­сматривает культ местных „по­кровителей как эффективное средство идеологич. воздействия: „свои святые оказываются для верующих более близкими, на них возлагаются особые надежды в „заступничестве перед богом. Это одна из гл. причин сохранения П. п. в наст. вр. Попытки оправ­дать их существование в наши дни народными традициями безоснова­тельны.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗ­НЫЕ - посягательства на устои религии, имущественные и иные интересы жреч. корпораций, лич­ность и привилегии священнослу­жителей, отклонение от религ. дог­матов и обрядности, различные на­рушения религ. запретов и безве­рие. Строго преследовались рабо-влад. уголовным правом. В средневек. Европе перечень П. р. еще более расширился. Под влиянием канонич. права светское право рассматривало как наиболее опас­ные преступления ересь, колдовст­во, богохульство и кощунство. Репрессии за П. р. приобрели мас­совый характер и отличались исключит, жестокостью. Бурж. уголовное право до 19 в. рассмат­ривало П. р. как посягательства на бога и его предписания. В ряде стран до сих пор сохраняется от­ветственность за богохульство и кощунство. К П. р. относятся так­же воспрепятствование соверше­нию религ. обрядов и церемоний, оскорбление религии и служите­лей культа и др. Охраняя религию и интересы религ. орг-ций, бурж. право не предусматривает ответ­ственностьза посягательства на материалистич. мировоззрение, на атеистич. чувства, за дискримина­цию атеистов.

ПРИДЕЛ - особый алтарь в христ. храме, обращенный, как и гл. алтарь, к востоку, располагается впереди или позади гл. алтаря (в православии) или на сев. или юж. стороне храма (в католициз­ме). П. существуют для того, что­бы в один день совершать несколь­ко литургий (по числу П.).

ПРИЗВАНИЕ (нем. der Beruf) - протест, учение о религ.-нравств. значении обществ.-практич. дея­тельности человека, о „службе бо­гу в миру. М. Лютер, а вслед за ним и остальные реформаторы, провозгласив принцип „всеобщего священства и „превратив мирян в попов (К. Маркс), превратили мирскую деятельность верующего в деятельность религиозную. М. Вебер (1864-1920) отмечал, что в протестантизме „повседневная деятельность, превратившаяся в П., сделалась источником спасе­ния . М. Лютер истолковывал П. в смысле ограничения человеком своих стремлений рамками, дан­ными ему богом, профессией и со­стоянием. Отсюда вытекало его требование подчинения властям, покорности и смирения. Ж. Каль­вин развил учение о П. как актив­ном деянии человека, к-рым он доказывает свою принадлежность к рангу избранных богом. Каль­винист, концепция П. стала идейн. оружием в руках пуритан, ради­кальных англ. сект, боровшихся с монархией. В дальнейшем, по мере того как буржуазия утрачи­вала свой революц. пыл, учение о П. трансформировалось в требо­вание выработки особого типа жизн. поведения, таких нравств. добродетелей, к-рые бы способст­вовали достижению делового успе­ха в земной жизни.

ПРИМАС (лат. первенствую­щий) в католич. и англикан. церквах титул глав церквей. Напр., архиепископ кентерберийский - П. англикан. церкви Ве­ликобритании.

ПРИОР (лат. первый, важней­ший, старший) - 1) настоятель небольшого мужского католич. монастыря; 2) должностное лицо в монаш. орденах, рангом ниже великого магистра.

ПРИСТЛИ Джозеф (1733-1804) - англ. естествоиспытатель, фило­соф-материалист. В гл. филос. соч. „Исследования о материи и духе (1777) отстаивал материалистич. решение психофиз. проблемы, обосновывал положение о мате­риальной природе сознания, его зависимости от нервной системы и мозга. Выступал против религ. представлений о не материальности и бессмертии души, утверждал, что „человек весь материален . Являясь сторонником деизма, П. делал уступки религ. идеологии.

ПРИТВОР - зап. часть христ. хра­ма, отделенная от средней его час­ти глухой стеной. В П. могли входить не только „истинно ве­рующие , но и иноверцы и ере­тики. В день пасхи в П. миряне приносят для освящения куличи, яйца, сыр и т. п.

ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ - не­большой устный или письменный рассказ аллегорич.-назидательного содержания, в к-ром смысл собы­тий, их развитие представляются зависящими от сверхъестественного. Образная форма, построение сюжета на житейских ситуациях и наблюдениях, иносказат. харак­тер все это способствовало по­пулярности П. р. среди верующих, делало их удобным средством рас­пространения соц. и моралыю-.религ. идей. Как фольклорн. жанр притчи были известны всему Др. Востоку, нередко содержали об­личит, мотивы, но с появлением религ. лит-ры они почти полностью теряют эту направленность и ис­пользуются жрецами для пропове­ди смирения и покорности. Много П. р. в Ветхом завете (напр., прит­чи Соломона), сванг. притчи вло­жены в уста Христа. В евангелиях также содержится немало народ­ных притч, поговорок, житейских наблюдений.

ПРИХОД - низш. церк.-адм. еди­ница в христианстве, имеющая церковь с причтом и общину ве­рующих. В Рус. правосл. церкви П. возглавляет церк. совет, изби­раемый на общем собрании верую­щих из мирян. Являясь исполнит, органом общины, совет выполняет ряд административно-хозяйств. функций: нанимает духовенство для удовлетворения религ. потреб­ностей прихожан, заботится о сох­ранности церк. здания и предме­тов культа, следит за расходо­ванием средств П. и т. п. Духо­венство, ограничиваясь богослу­жебной практикой, не может вме­шиваться в деятельность церк. совета.

ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия (греч. eucharistia) - одно из 7 таинств в католич. и правосл. церквах, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, в к-рых якобы воплощены „тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся „стелесниками Иисуса Христа , „участниками божеского естества . Иисусу приписывается и установ­ление П. В действительности же это пережиток др. обычая поедать мясо и пить кровь св. животного. Эти обычаи, тесно связанные с то-темистич. верованиями (см. Тоте­мизм) , имели место в мистериях, посвященных   различным   богам гл. обр. вост. религий, многие элементы к-рых были заимствова­ны христианами. П. называют гл. таинством христ. религии. Оно занимает центр, место в литургии. До последнего времени порядок совершения П. в православии отличался от установленного в ка­толицизме. Если правосл. верую­щие причащались и хлебом и ви­ном, то у католиков мирянам раз­решалось совершать П. только хлебом. Лишь II Ватик. собор принял решение разрешить им П. и вином. В протест, церквах П. рассматривается не как таинство, а как символич. обряд, лишенный мистич. смысла. Однако во всех случаях П. служит закреплению в сознании верующих отсталых, антинауч. представлений.

ПРИЧЕТНИК      см. Псаломщик.

ПРИЧТ - в христианстве свя­щенно - и церковнослужители од­ного храма (прихода). В П. вхо­дят: настоятель, священник (ино­гда 2-3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т. д.

ПРОВИДЕНИЕ, промысл божий - по представлению верующих и со­гласно религ. учениям - деятель­ность бога, определяющая весь ход событий в мире. Вера в П. в фантастич. форме отражает при­давленность человека силами при­роды и гл. обр. соц. силами в эксплуатат. об-ве. Вера в П. снижа­ет творческую активность верую­щих, примиряет их с соц. не­справедливостью. В своем край­нем выражении она ведет к фатализму.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia - провидение) - теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, сви­детельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В хрис­тианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем „отцами церкви и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. „О граде божьем представил мировую историю как осуществление божеств, плана, направл. на достижение людьми потустороннего „царства божьего . В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст. вр. их пытаются возродить и модер­низировать представители т. н. „христ. философии истории (Ж. Маритсн, Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение исла­ма о предопределении, служат обоснованием его фатализма. Они освящают об-во неравенства и уг­нетения, изображают его вечным и предустановленным „естеств. порядком , в к-ром человек явля­ется пассивным орудием божеств, воли.

ПРОГРЕСС - особый тип разви­тия, к-рый включает в себя не толь­ко изменение, но и совершенство­вание, переход от низшего к выс­шему. П. не является всеобщей формой развития, в части., он от­сутствует во мн. процессах разви­тия неорганич. природы. Понятие П. неприложимо и ко Вселенной в целом (т. е. ко всему объектив­ному материальному миру). Приз­нание однонаправленности прогрес. развития Вселенной ведет к религ.-идеалистич. выводу о начале и конце мира (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22, 362-363). П. носит относит, характер, он присущ нек-рым формам дви­жения материи, прежде всего био­логической и социальной. Крите­рии П. специфичны в каждой из этих форм. П. обществ, означает постулат., восходящее развитие об-ва от более низких ступеней развития к более высоким. Об­ществ. П. не следует понимать как заданную заранее цель исто­рич. развития. П. об-ва определя­ется объективными законами его развития, и в части, законом соот­ветствия производств, отношений характеру производит, сил. В. И. Ленин считал развитие произво­дит, сил высш. критерием об­ществ, прогресса. Более высокому уровню развития производит, сил соответствует и более прогрес. система производств, отношений, дающая больший простор разви­тию производства, способствую­щая более полному и глубокому познанию окружающего мира и ис­пользованию этих знаний в прак-тич. деятельности людей. С этой т. зр. первобытн. об-во, рабовлад., феод., капиталистич. и коммунистич. формации представляют со­бой осн. ступени обществ. П. П. об-ва не исключает моментов рег­ресса, движения вспять в отд. сферах его жизни. В клас. об-ве П. носит антагонистич. характер. В капиталистич. об-вс развитие науч.-технич. П. осуществляется в интересах монополий, подчинено извлечению наивысш. прибыли. Только в условиях социализма науч.-тсхнич. и культурный П. осу­ществляется в интересах трудя­щихся, способствует удовлетворе­нию их материальных и духовных потребностей и развитию личности. Совр. бурж. идеология враждебна идее П. Нек-рые бурж. историки и социологи (А. Тойнби, П. Соро­кин) противопоставляют соц. П. идею циклич. развития, кругово­рота цивилизаций. Другие рисуют гибель цивилизации как неизбеж­ный результат науч.-технич. П. Эти идеи используются совр. тео­логией, к-рая с их помощью пы­тается обосновать эсхатологич. вы­воды о конце мира.

ПРОЗЕЛИТ  (греч.     prosēlytos, букв.  -  пришелец)  - человек, принявший к.-л. новую веру; но­вообращенный горячий приверже­нец ч.-л.

ПРОЗЕЛИТИЗМ (от греч. prosēly­tos, букв. - пришелец) - 1) стремление обратить в свою веру лиц др. исповедания; 2) горя­чая преданность вновь принятой вере.

ПРОЗЕРПИНА - см.  Персефона.

„ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ   - гл. труд Ч. Дарвина. Полное назва­ние - „Происхождение видов пу­тем естеств. отбора, или сохране­ние   благоприятствующих  пород в борьбе за жизнь . Изучив огром­ный науч. материал за время кру­госветного путешествия, Дарвин подготовил рукопись по теории естеств. отбора (1842), к-рую затем расширил (1844). В 1859 был издан труд „П. в. , в к-ром показывалось, что многообразие видов растений и животных, целе­сообразность их строения не про­дукт божеств, творения, а резуль­тат длит, эволюции органич. мира путем естеств. отбора. Создание Дарвином „П. в. - революц. пе­реворот в биологии, сокрушит, удар по догматам религии. Труд „П. в. получил поддержку всех передовых ученых и подвергся ожесточенным нападкам клери­калов.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ    ЖИЗНИ    - проблема, науч. рассмотрение к-рой стало возможно только на основе таких достижений био­логии, как теория Дарвина, иссле­дование химизма биологич. про­цессов, выявление фундамент, роли белков в них. Основы теории естеств. возникновения жизни на Земле были заложены в 20-х гг. 20 в. трудами А. И. Опарина. Важ­ное значение для ее развития имело открытие в 50-х гг. того факта, что основу живого вещест­ва образуют наряду с белками де-зоксирибонуклеиновая и рибону­клеиновая кислоты (ДНК и РНК). Ныне эта теория, опирающаяся на достижения биохимии, биофи­зики, молекулярной биологии, цитологии и др. наук, приводит к выводу, что жизнь на Земле появилась около 4 млрд. лет назад. К возникновению жизни привела эволюция изначально имевшихся на Земле углероди­стых соединений и формировав­шихся из них многомолекуляр­ных систем. Опыты, моделирую­щие условия на поверхности молодой Земли, показали, что тогда из простых органич. соеди­нений, воды, аммиака образовы­вались разнообразные более слож­ные соединения, в т. ч. аминокис­лоты, нуклеотиды, из к-рых в свою очередь формировались бел-ково - и нуклеиноподобные поли­меры - полипептиды и полинуклеотиды. В растворе органич. веществ, в прогретой солнцем во­де морей при определенных усло­виях образовывались многомоле­кулярные коллоидные системы (коацерватные капли), отделен­ные от окружающей среды, но сохраняющие с этой средой посто­янный обмен веществом и энер­гией. Внутри коацерватных капель, или каких-то иных фазово-обособ-ленных образований, происходило взаимодействие полинуклеотидов и полипептидов: полинуклеотиды служили матрицами для нефер­ментного синтеза полипептидов, полиаминокислоты связывали оп­ределенные нуклеотиды. Это взаи­модействие оказывало прямое влияние на устойчивость образо­ваний. Те из них, в к-рых взаимная структурная и функциональная обусловленность полинуклеоти­дов и полипептидов была выраже­на сильнее, чем у других, оказы­вались более устойчивыми и дол­говечными, т. к. были лучше урав­новешены с окружающей средой. Происходил первичный отбор об­разований с наиболее взаимно „пригнанными в структурном и функциональном отношениях полипептидными и полинуклео-тидными элементами. При каких-то пока еще не вполне раскрытых наукой условиях появились такие образования, внутри к-рых нуклеотидные элементы превратились в нуклеиновые кислоты, действо­вавшие как организаторы и матри­цы синтеза белков, а полипептид­ные элементы - в белки-фермен­ты, обеспечивающие самовоспро­изведение молекул нуклеиновых кислот. Эти образования могли повышать уровень упорядоченно­сти своей структуры за счет ис­пользования энергии и вещества внешней среды, самовоспроизво­дить себе подобных на основе ин­формации, заключенной в химич. структуре нуклеиновых кислот, и обладали индивидуально разли­чавшейся способностью уравнове­шивания с окружающей средой, благодаря чему первичный отбор превращался в качественно новое, биологич. явление — естеств. от­бор. Такие образования и явились первичными живыми телами.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ     РЕЛИГИИ. Бесспорные свидетельства перво-нач. религ. верований датируются временем верхнего палеолита (20-40 тыс. лет до н. э.). Одной из древнейших форм религии бы­ла магия - совокупность веро­ваний и обрядов, с помощью к-рых первобытн. человек пытался сверхъестеств. образом воздейст­вовать на окружающий мир, чтобы добиться своих практич. целей. В магии особенно четко видна соц. основа религии. Первобытн. человек прибегал к магии в тех случаях, когда не был уверен в результатах своих практич. дей­ствий, когда в его жизнь, в его судьбу вмешивались неведомые ему и не контролируемые им факторы. Т. обр., причины воз­никновения религии (корни ре­лигии) следует искать не в сфере сознания, а в ограниченности пер­вобытн. практики, в бессилии лю­дей перед лицом природы и обще­ственных отношений. В основе вся­кой религии лежит вера в сверхъ­естественное. В первобытн. рели­гии первоначально возникает вера в сверхъестеств. свойства мате­риальных предметов (фетишизм) или вера в сверхъестеств. связи между реальными объектами (ма­гия, тотемизм). Лишь на дальней­ших этапах развития лервобытн. об-ва сверхъестественное стало мыслиться как самостоят., немате­риальная сущность, возникает ве­ра в духов и души (анимизм), к-рые противопоставляются матери­альным вещам и мыслятся сущест­вующими без них. Представления о богах, т. е. о духовных суще­ствах, каждое из к-рых имеет свое имя и индивид, особенности, воз­никают в основном уже в клас. об-ве и отражают в превратном виде антагонист, обществ, отно­шения. Религии первобытн. об-ва формировались в рамках отд. ро-доплемен. общностей и отражали в своих верованиях и обрядах условия их жизни, особенности их материальной и духовной культу­ры. Изменения в характере произ­водств, деятельности племени и в его соц. отношениях получали свое фантастич. отражение в религ. верованиях. Так, переход от охоты к скотоводству и земледелию нашел свое религ. отражение в превращении охотничьей магии и тотемизма в культы духов - покровителей животных и духов растений. Переход от матриархата к патриархату привел к тому, что господствовавшие ранее жен­ские духи уступили место муж­ским и т. п. В раннеродовом об-ве существовало полное соц. равен­ство соплеменников. Это находи­ло свое отражение и в культовой деятельности рода или племени. В ней на равных основаниях участвовали все члены об-ва. Лишь в эпоху разложения родового об-ва возникает специализация куль­товых действий. Гл. роль в них начинают играть колдуны или ша­маны. Эта специализация усили­вается и закрепляется в клас. об-ве. В нем формируется особый соц. слой служителей культа.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ   ЧЕЛОВЕКА. После выхода трудов Ч. Дарвина и Т. Гексли, посвященных П. ч., в науке прочно утверждается пред­ставление о родстве человека с высш. обезьянами. Родство это доказывается сравнительно-анатомич., эмбриологич. и физиология, исследованиями, изучением высш. нервной деятельности человека и обезьян, а также данными па­леонтологии и палеоантропологии. Решив проблему предков челове­ка, Дарвин и Гексли вместе с тем не смогли правильно ответить на вопрос об осн. движ. силах превра­щения др. высш. обезьян в челове­ка. Ответ на этот вопрос дал Ф. Эн­гельс в своей работе „Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека . Согласно трудовой теории антропогенеза, именно тру­довая деятельность была гл. движ. силой в процессе очеловечения высш. приматов. В ходе этого про­цесса соц. факторы развития по­степенно устраняли действие фак­торов биологических. Место П. ч. до сих пор точно не определено. В свете имеющегося в наст. вр. археология, и палеоантропология, материала наиболее вероятной ро­диной человека представляется Вост. Африка, где найдены самые др.  остатки людей  и следы их труд, деятельности. Тем не менее нек-рые ученые окончательно не сбрасывают со счетов в качестве возможных мест становления че­ловека Юго-Вост. Азию и ряд др. регионов. Непосредств. предками человека были австралопитековые обезьяны, обитавшие во мн. райо­нах земного шара. Они передвига­лись на двух ногах, охотились на мелких животных, имели срав­нительно развитый мозг. В процес­се эволюции из числа австрало-питековых выделились наиболее высокоразвитые формы, начавшие изготовлять  орудия.   Речь  идет о Homo habilis („человеке  уме­лом ) , остатки к-рого были най­дены  в  1960 англ. археологом Л. Лики в Олдувайском ущелье в Танзании. Возраст этого суще­ства был определен калий-аргоно­вым методом в 1750-1850 тыс. лет. Еще древнее найденные Л. Ли­ки в 1970 в районе Кооби-Форы в Кении примитивные каменные орудия  — их возраст 2,6 млн. лет.   Мн.   ученые  считают Homo habilis   древнейшим   человеком, однако нек-рые исследователи по­лагают, что это существо было еще  не   настоящим   человеком, а „предчеловеком , и утверждают, что его труд носил несистематич., полуинстинкт, характер. Более раз­витыми древнейшими людьми яв­лялись   яванские   питекантропы (большинство их жило 0,5 - 1 млн. лет назад, однако возраст наибо­лее др. особей, по-видимому, до­стигает 1,5-1,9 млн. лет), чадант-роп (1 млн. лет) в Центр. Африке, атлантроп (600 тыс. лет) в Сев. Африке, гейдельбергский человек и человек из Вертешсёллеша (при­близительно 500 тыс. лет) в Центр. Европе, олдувайский питекантроп (около  500 тыс. лет)   в Вост. Африке, синантроп (300 тыс. лет или  несколько  ранее)   в  Вост. Азии и т. д. Следующей стадией в  развитии человека были др. люди - неандертальцы, впервые появившиеся 200-150 тыс. лет на­зад и заметно эволюционно про­двинувшиеся в сравнении с древ­нейшими людьми. По объему моз­га неандертальцы мало отличались от совр. людей, однако строение мозга было у них более примитивное. И все же у неандертальцев, по-видимому, значительно повыси­лась способность к абстракции, о чем, в части., свидетельствует появление у них религ. представ­лений. Нек-рые исследователи да­же допускают возможность воз­никновения у неандертальцев зача­точных форм родовой организа­ции. Наиболее высокоразвитые формы неандертальцев были пред­ками возникшего ок. 40 тыс. лет назад чедрвека совр. вида - Homo sapiens („человека разумного ), к-рого по месту первой его наход­ки (пещера Кро-Маньон во Фран­ции, 1868) назвали кроманьонцем. С появлением совр. людей естеств. отбор окончательно перестал дей­ствовать как фактор развития, и биология, эволюция человека за­вершилась.

ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736) - рус. гос. и церк. деятель, писатель, сподвижник Петра I, с 1718 - епископ, с 1721 - вице-президент Синода, с 1724 до смер­ти — архиепископ новгородский. В разработанном им „Духовном регламенте (положении о Сино­де), в политич. трактате „Правда воли монаршей и др. П. обосно­вывал упразднение патриаршества и учреждение Синода, выступал как сторонник петровских ре­форм, развивал идеи просвещен­ного абсолютизма. П. был одним из образованнейших людей своего времени, принимал участие в со­здании Российской академии наук.

ПРОМЕТЕЙ (греч. - провидец) - в греч. мифологии - защитник людей от произвола богов и покро­витель человеч. рода. Согласно мифу, П. похитил с Олимпа огонь, отнятый у людей Зевсом. За это он был приговорен к вечным му­кам. Его образ стал символом мо­гучего несгибаемого борца за инте­ресы людей.

ПРОПОВЕДЬ - пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие по­ложения вероучения и побуждаю­щей к соответствующему поведе­нию. П. получает наибольшее раз­витие в миров, религиях. В средне - век. п/хгвоашвии и католицизме появляется П. гимнологическая, политическая, панегирики П. по случаю различных событий. Протестантизм превращает П. в центр, момент богослужения. В условиях совр. кризиса религии значительное внимание в П. уде­ляется СОЦ.-ЭТИЧ. проблемам и апологетике.

ПРОРИЦАТЕЛЬ - общее название предсказателей судьбы, пророков, волхвов, жрецов, оракулов, га­дателей и гадалок, астрологов, толкователей снов и примет, „яс­новидящих” и т. д., якобы полу­чающих достоверные сведения о будущем сверхъестеств. путем - через знамения свыше, мистич. наитие, озарение, откровение. П. приписывались особые провиден­циальные качества, к-рыми якобы не обладают др. люди. П. сущест­вовали и существуют во все вре­мена, во всех религиях. В наст. вр. в капиталистич. мире процветает множество П. (напр., в США ок. 90 тыс., во Франции ок. 40 тыс. официально зарегистрированных профессиональных П.).

ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ про­рицатели, гадатели, по своим функ­циям и характеру деятельности близкие к шаманам, у народов Ха­наана и в Др. Израиле. Во время актов „пророчества впадали в экстаз. Некоторые из П. б. вели бродячий образ жизни, взимая с населения плату за свои услуги, другие находились на постоян. службе у царей, родовых старей­шин. В Ветхом завете часто упо­минаются пророки Самуил, Гад, Нафан, Илия, Елисей. Нек-рые из П. б. записывали свои проповеди, к-рые впоследствии вошли в Вет­хий завет как пророков книги.

ПРОРОКОВ КНИГИ - группа ветхозав. книг, авторство к-рых при­писывается пророкам. Среди них - 4 „великих (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил) и 12 „малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия). Поря­док, в к-ром расположены П. к. в Ветхом завете, не соответствует реальной последовательности их появления. Нек-рые из П. к. объе­диняют несколько произведений, принадлежащих разным авторам. Так, из 66 глав, составляющих книгу Исайи, главы Г-39 относят­ся ко второй половине 8 в. дон. э., 40—55 написаны в период плена и, естественно, другим автором; в библеистической литературе эта часть именуется Второисаией. Ос­тальные 11 глав („Третьеисаия ) написаны еще позже. Из трех разнород. частей состоит также книга Захарии. Во многих других П. к. также безусловен элемент компи­лятивности, так что их принадлеж­ность определ. авторам может признаваться лишь условно. По времени появления П. к. де­лятся на группы: допленные (Первоисаия, Осия, Амос, Михей), эпо­хи пленения и пребывания евреев в плену (Иеремия, Иезекииль, Второисаия, Авдий и др.), позд­ние (Иона, Иоиль, Даниил). П. к. представляют собой фантаст.-мифологич. объяснение причин бед и несчастий, обрушивавшихся на др. евреев в течение столетий и непонятных им, особенно в свете учения о богоизбранности Израиля. Пророки изобличают евреев в неверности заключенному с Яхве завету, толкуют все их несчастия как наказание за неверность, пред­рекают еще худшие беды и гряду­щее в конце концов спасит. вмешательство Яхве, к-рый простит свой народ и через посредство мессии восстановит его положение в мире. Вместе с тем в П. к. звучат ноты протеста против усиливавше­гося угнетения неимущих, обез­земеливания и закабаления сво­бодных общинников. В этом сти­хийно выражались настроения соц. протеста низших слоев об-ва.

ПРОРОЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ - во мн. религ. учениях прорицание, предсказание будущего, основан­ное якобы на том, что пророк получает свои сведения из сверхъ­естеств. источника. Большое место занимают П. р. в Библии. Вера в П. р. фигурирует во мн. религи­ях. Особенно большую роль она играет в исламе, где гл. и самым выдающимся пророком считается основатель этой религии Мухам­мед.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО - пропа­ганда и попытки осуществления идеи о том, что осн. путь преодоле­ния религии распространение истин, знаний, просвещение, т. с. воздействие на сознание людей. П., основанное на идеалистич. понимании об-ва и утверждения, что религия порождается гл. обр. невежеством, свойственно атеизму франц. просветителей 18 в., Фей­ербаху, рус. революц. демократам, а также совр. бурж. атеизму и свободомыслию. Науч. атеизм не отрицает того, что незнание истин, причин природных и обществ, яв­лений - непременный корень ре­лигии, но, исходя из материали-стич. понимания об-ва, гл. путем преодоления религии считает ко­ренное изменение тех условий обществ, бытия, к-рые порожда­ют и поддерживают религию (см. Корни религии). Тем самым снимается и преодолевается од­носторонность просветительского подхода к атеистич. воспитанию.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - прогрсс. идейн. течение эпохи становления капи­тализма, связанное с борьбой под­нимавшейся буржуазии и народ­ных масс против феод, порядков и учреждений. Отличит, чертой П. являлось стремление его предста­вителей к переустройству всех об­ществ, отношений на началах ра­зума, „вечной справедливости , равенства и др. подобных принци­пов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемле­мых „естеств. прав человека. Гл. средством преобразования об­ществ, жизни деятели П. считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Как отмечали К. Маркс и Ф. Эн­гельс, идеалы просветителей ока­зались на практике не чем иным, как „идеализированным царством буржуазии (т. 20, с. 17). Наряду с указанными выше общими чер­тами П. в разных странах имело и специфич. отличия, обусловлен­ные особенностями их историч. развития. Напр., англ. П., последовавшее за „славной револю­цией , отличалось умеренным ха­рактером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззре­ние его родоначальника Дж. Локка, к-рый был „в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 419). Свободомыслие Локка и др. пред­ставителей англ. П. (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось га. обр. в борьбе за веротерпимость, а критика рели­гии велась с дсистских позиций. Во Франции П. предшествовало бурж. революции конца 18 в. и сьнрало решающую роль в ее идеологич. подготовке. Родона­чальниками франц. П. были Воль­тер и Монтескье, а его отличит, особенностью - воинств, анти­клерикализм, непримиримое от­ношение к католич. религии и церкви, составлявшим духовный оплот феод.-абсолютист. строя. Наиболее решит, противниками религии среди франц. просвети­телей были философы-материа­листы (Ламетри, Дидро, Гельве­ции, Гольбах), выступавшие с от­крыто атеистич. позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Рус­со), и мыслители, лояльно отно­сившиеся к католицизму (Кон-дильяк). В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демократич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) - Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллен и др. Филос. основой мировоззрения названных мысли­телей был материализм в сочета­нии с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаи­вали свободу совести. Неразви­тость бурж. отношений в Герма­нии, ее экономим, и политич. от­сталость нашли отражение в проти-вореч. характере нем. П. Наряду с умеренным течением, тяготев­шим к идеализму, в нем имелось и демократич. направление, ориен­тированное на материализм, свя­занное с протестом широких слоев населения против феод, произвола, гнета абсолютизма, против офиц. религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и др.) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и веро­исповедания, осуждали религ. не­терпимость, фанатизм. В России идеология П. возникла и стала распространяться со вт. пол. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В нач. 19 в. рус. П. было представ­лено деистическо-материалистич. (И. П. Пнин,И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистич.-атеистич. (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее вклю­чало участников революц.-освободит. движения декабристов и носило ярко выраженный антирелиг. характер. Вместе с тем в рус. П. имелась и реакц.-идеалистич. филос. школа (Д. М. Велланский, М. Г. Павлов, В. Ф. Одо­евский и др.). Рус. просветителя­ми 19 в. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Мировоззре­ние рус. революц. демократов представляло собой высш. ступень в развитии домарксовского мате­риализма и атеизма. Видными дея­телями П. являлись также предста­вители революц.-демократич. мыс­ли народов России, др. стран вт. пол. 19 - нач. 20 в.

ПРОСКОМИДИЯ - первая часть христ. литургии, во время к-рой священнослужители приготовляют хлеб и вино для причащения ве­рующих.

ПРОСФОРА (греч., букв. - при­ношение) - в первые века сущест­вования христианства так называ­лись приношения христиан в об­щину, часть к-рых использовалась для причащения, а остатки — для „вечери любви , устраивавшейся после литургии. Позже П. в пра-восл. церквах стали называться небольшие круглые булочки, вы­пекаемые из квасного пшеничного теста, употребляемые для прича­щения. У католиков для этих це­лей употребляются гостии.

ПРОТАГОР (ок. 480-410 до н. э.) - др.-греч. философ, основатель школы софистов. Считал человека мерой существования или несуще­ствования вещей. Исходя из этого, утверждал, что о богах нельзя знать „ни того, что они существу­ют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неяс­ность вопроса, и краткость человеч. жизни . П. рассматривал об-во как результат дарования лю­дям огня и искусств Прометеем, похитившим их у богов, и дарова­ния Зевсом стыда и правды. Был изгнан из Афин, а его книга о богах сожжена.

ПРОТЕСТАНТИЗМ - одно из трех, наряду с католицизмом и право­славием, гл. направлений христи­анства, представляющее собой со­вокупность многочисл. и само­стоят, церквей и сект, связанных своим происхождением с Рефор­мацией - широким антикатолич. движением 16 в. в Европе. В 1526 шпейерский рейхстаг по требова­нию нем. князей-лютеран принял постановление о праве каждого нем. князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 от­менил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских го­родов последовал „протест , от к-рого и происходит термин „П. . Буржуазия, борясь против като-лич. церкви, освящавшей феода­лизм, ставила цель не упразднить, а лишь „исправить ее, реформи­ровать, приспособить к своим клас. интересам. П. разделяет об-щехрист. представления о бытии бога, его триединстве, о бессмер­тии души, рае и аде (отвергая ка-толич. чистилище), об откровении и пр. Вместе с тем П. выдвинул 3 новых принципа: спасение лич­ной верой, священство всех ве­рующих, исключит, авторитет Биб­лии. Согласно учению П., перво­родный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может до­биться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупит, жертву Христа. Каж­дый христианин, будучи избран­ным и крещенным, получает „по­священие на сверхъестеств. обще­ние с богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенст­во) . Так, в П. снимается догматич. различие между священником и мирянином, упраздняется церк. иерархия. Служитель культа в П. лишен права, напр., исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат. Произошли изменения и в культе. П. упразднил мн. „таинства , ос­тавив лишь крещение и причаще­ние, отверг учение о благодати. Была отвергнута молитва за умер­ших, поклонение святым и много­числ. праздники в их честь, почита­ние мощей и икон. Молитв, дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая цер­ковь, П. отказался от монастырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Библия провозглашена единственным ис­точником вероучения, а т. н. св. предание отвергнуто. Библия была переведена на нац. языки, ее изучение и толкование стало не „грехом , как в католицизме, а первейшей обязанностью каждо­го верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократич. устройства общин (ра­венства мирян и духовенства, выборность, отчетность и др.). Первонач. формами П. были: лю­теранство, цвинглианство и каль­винизм, унитаризм и социнианство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем воз­никает ряд течений, известных как „поздний П. : баптисты, мето­дисты, квакеры, адвентисты, сви­детели Иеговы, мормоны или „Святые последних дней , „Армия спасения , „Христианская наука , пятидесятники и др. Формирова­ние большинства этих течений проходило под знаком „религ. возрождения , возврата к идеа­лам раннего христианства и Ре­формации. В наст. вр. П. получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, ФРГ, Великобритании, Нидерлан­дах, Канаде, Швейцарии. Мир. центр П. - США, где обосновались штаб-квартира баптистов, адвенти­стов, иеговистов и др. Для совр. П. характерно стремление к интег­рации, к-рое нашло выражение в создании в 1948 Всемирн. совета церквей. Теология П., являясь разновидностью христ. идеологии, прошла ряд этапов в своем разви­тии. Это ортодокс, теология 16 в. (М. Лютер, Ж. Кальвин) , неопро­тест., или либеральная, теология 18 — 19 вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак) , „ теология кризиса , или диалектиче­ская, теология, появившаяся по­сле первой мир. войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), ради­кальная, или „новая , теология, распространившаяся после вто­рой мир. воййы (Д. Бонхеффер и др.).

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСО­ФИЯ. Реформация утверждала ре­лиг. веру в качестве личной связи человека с богом. Истинно религ. познание бога М. Лютер противо­поставлял светскому разуму, включая схоластич. умозрения. Тем самым разум был вынесен за пределы религ. веры и лишен даже того значения, к-рое ему при­давали схоласты, признававшие философию в качестве „служанки теологии . В протестантизме на этой основе сложилась „антифилос. традиция, представленная в 20 в. в неоортодоксии К. Барта. Однако и протестантизм не смог обойтись без филос. интерпретации ряда важнейших теологич. поня­тий и обоснования принципов веро­учения. Эта потребность привела к появлению протест, неосхоласти­ки, основы к-рой были заложены соратником М. Лютера - Ф. Меланхтоном. Она просуществовала до 18 в. и была вытеснена шко­лой Лейбница-Вольфа. Отвергнув католич. философию, протестан­тизм сделал саму религию объек­том осмысления светским разумом. Учение И. Канта о религии, его критика схоластич. метафизи­ки и существующей церкви, при­знание бога в качестве постулата практич. разума и гаранта мо­ральности были использованы про­тест, теологами и представлены в качестве протест, философии ре­лигии. Важную роль в развитии протестантизма сыграли взгляды Ф. Шлсйермахера (1768 1834), создавшего Основы „либеральной теологии , к-рая видела источник веры в заложенном в самом чело­веке „религ. опыте или „пере­живании , т. с. в том или ином состоянии личности, человека как субъекта веры. Возникшая в 20-х гг. 20 в. „диалектич. тео­логия (К.Барт), отвергнув как „обмирщение веры либеральный протестантизм, опиралась на метод решения филос. проблем, разра­ботанный в экзистенциалистском учении С. Кьеркегора: в основу апологетики христ. веры была положена идея „парадоксальнос­ти , „абсурдности мира и „за­брошенности в нем человека. Вопреки очевидной связи „диа­лектич. теологии с экзистенциа­листской философией бартианцы продолжают утверждать, что бог не может быть объектом филос. познания, он не нуждается в услугах чувств или разума, что­бы стать объектом веры. Негатив­ное отношение бартианской неоортодоксии к философии выражает се отступление на позиции слепой веры. Вот почему др. крупнейший представитель совр. протест, тео­логии П. Тиллих поставил задачу восстановить утраченный синтез христианства с совр. сознанием, в т. ч. и с философией. Он предла­гает переосмысление христ. догмы с помощью экзистенциалистской философии. Программа и методы демифологизации христианства, предложенные протест, теологом Р. Бультманом, были разработаны на основе экзистенциалистской философии М. Хайдеггера. Для современной протестантской мыс­ли особенно характерен философ­ский эклектизм.

ПРОТИВОРЕЧИЯБИБЛЕЙСКИЕ - см. Библейские проти­воречия.

ПРОТОИЕРЕЙ (от греч. protos - первый иhieros - священный), протопресвитер, протопоп — стар­ший правосл. священник, настоя­тель соборной церкви. Звание П. нередко жалуется священникам как отличие за личные заслуги перед церковью.

ПРОФСОЮЗЫ ХРИСТИАНCKИЕ       см.  Христианский син­дикализм.

ПРОХАНОВ Иван Степанович (1869 1935) религ. и политич. деятель, руководитель Всерос. Союза еванг. христиан (1908 1928). В марте 1917 создал христ.-демократии, партию „Воскресе­ние ; Октябрьскую революцию встретил враждебно. Позднее под давлением рядовых верующих встал на путь политич. лояльно­сти, стремился приспособить свою утопич. соц.-религ. программу к условиям социалистич. строи­тельства. В 1928 П. эмигрировал из СССР.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Церковь и революция

News image

Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее св...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

ПРЫ - ПЯТ

ПРЫГУНЫ (духовные христиане-прыгуны, максимисты) одно из экстатич. и эсхатологии, направле­ний в молоканстве (см. Молока­не) . Возникновение секты, относя­щееся к 40-м гг. 19 в...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...