ПРЕ - ПРО
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ПРЕАНИМИЗМ бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П., анимизму предшествует аниматизм, вера в некую единую „безличную „духовную силу, господств, и мире и управляющую им. С этой т. зр. нреанимисты пытались объяснить происхождение магии, анимизма, тотемизма. Сторонники П. (Э. Дюркейм, Л. Леви-Брюль и др.) пытались доказать, что представление о единой „духовной силе это древнейшая „аффективная категория сверхъестественного , становясь, т. обр., на т. зр. патера Шмидта об извечном единобожии (см. Прамонотеизм). Критикуя теорию П., академик Ю. П. Францев писал: „Не единая сила стоит в начале представлений о сверхъестественном, а отдельные, конкретные вещи, из чувственных превращаемые в „чувственно-сверхчувственные воображением дикаря (У истоков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959, с. 215).
ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, или апостольское, традиция (лат. traditio, букв. - передача) - совокупность религ. положений и установлений, носящих якобы богооткровенный характер. Цель и назначение П. с. - поддержать и обосновать „богоустановленность св. писания, а также истолковать его важнейшие положения, выработанные задолго до окончат, утверждения церкви, применительно к новым условиям церк. жизни. С т. зр. религ. авторитета и догматич. значимости церковь считает П. с. равноценным писанию священному. Есть в богословии и такая т. зр., что П. с. выше писания, поскольку окончат, свод „св. книг определен преданием. В христианстве П. с. признается только православием и католицизмом. Правосл. церковь относит к П. с. материалы первых 7 вселен, соборов, труды „отцов церкви преимущественно первых 8 веков, а также др. богослужебную практику. Католики добавляют ко всему этому еще решения римск. пап и постановления своих соборов. Протест, церкви относят к „божеств, откровению только писание священное, а П. с. рассматривают как продукт человеч. деятельности. Имеется П. с. и в др. религиях. В части., в исламе таким преданием является Сунна.
ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ - определение на основе науч. знаний предстоящего хода событий в природе или об-ве или результатов предпринимаемой практич. деятельности. П. н. стало возможным в 15 — 16 вв. вместе со становлением науки в совр. ее понимании и представляет высш., наиболее развитую форму предвидения. П. н. предшествовало в древности и средние века предвидение, опиравшееся на опыт повседневной жизни и эмпирич. знание. Однако на основе их можно было предсказать только явления, подобные уже происшедшим и относившиеся гл. обр. к несложной хозяйств, и бытовой деятельности. П. н. способно предсказать явления не только уже известного людям типа, но и качественно новые. Глубина, истинность и точность П. н. проявились в предсказании на основе достижений астрономии, механики и математики существования в Солнечной системе планет, названных после их открытия Нептуном и Плутоном, в предсказании на основе перио-дич. закона Менделеева существования и свойств мн. открытых затем химич. элементов, а на базе успехов физики - существования ряда типов элементарных частиц (позитронов, мезонов и др.). Создание Марксом и Энгельсом науки об об-ве сделало возможным П. н. и в сфере обществ, жизни. Маркс и Энгельс установили неизбежность револ.оц. замены капитализма коммунустич. строем, решающую роль рабочего класса в со-циалистич. революции. Ленин определил возможность и пути достижения победы социализма в одной стране при сохранении в течение какого-то времени капитализма в др. странах. Вся деятельность коммунистич. и рабочих партий опирается на предвидение хода обществ, развития, вытекающее из марксист.-ленинского анализа расстановки прогрес. и реакц. сил в мире.
ПРЕДКОВ КУЛЬТ - элемент семейно-родового культа, сложившегося в патриархальном экзогамном роде. П. к. поддерживали старейшины родов и главы патриархальных семей. Разнообразные формы П. к. были распространены среди народов Тропич. Африки. П. к. складывается на основе: 1) погребального культа (и связанных с ним представлений о душах и духах умерших людей), в итоге развития к-рого, напр, у баконго (нижн. течение р. Конго), могилы стали служить алтарями постоянно поддерживаемого П. к.; 2) тотемизма - когда в итоге антропоморфизации предка-тотема складывается представление о мифич. прародителях то с зооан-тропоморфными чертами, то в образе людей-предков; 3) культа личных духов-покровителей и фетишизма (классич. примеры синкретизма фетишизма и П. к. дает Тропич. Африка); 4) культа семейно-родового гения-покровителя. Особое значение в П. к. занимало представление о том, что духи предков остаются членами рода, но они могущественнее людей и от них зависит благосостояние рода. Это представление служит идеологич. основой для перерастания образа почитаемого родоначальника в культ племен, бога. С дифференциацией об-ва по соц. признаку происходит и дифференциация предков в соответствии с соц. иерархией людей, в итоге на 1-е место выдвигается культ вождей племен, родоначальников. На его основе в др.-греч. и др.-римск. религиях возникает культ героев, а затем в христианстве и исламе - святых культ.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей бога. В иудаизме, христианстве, исламе - один из осн. догматов. П. - объект борьбы различных религ. течений, пытающихся преодолеть противоречие между представлениями об абсолют. П. и свободой воли человека, его моральной ответственности за поступки. В христианстве борьба вокруг П. шла особенно остро в период патристики и Реформации. В противовес признанному еретическим учению пелагианства о возможности спасения человека собственными силами Августин утверждал, что получение благодати и спасение целиком зависят от воли бога. Кальвинизм выдвинул учение об абсолют. П. Ислам, сохраняя ориентацию на фатализм, сочетает П. с допущением в известных рамках свободы воли. Православие и католицизм обосновывают совмещение свободы воли с божеств. П., провидящим пути использования человеком дарованной ему богом свободной воли. Совр. теология стремится смягчить фаталистич. характер П. при модернизации религ. футурологии, эсхатологии.
ПРЕДПИСАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ - требования, предъявляемые к.-л. религ. верой и церковью от имени бога, пророков или во имя их. П. р. могут регламентировать не только культ, но и самые разнообразные сферы жизни: быт, труд, взаимоотношения семейные, половые и т. д. Примером могут служить многочисл. установления Ветхого завета. Сфера действия П. р. имеет тенденцию к сужению, сосредоточению в области моральных предписаний и культа, поскольку развитие обществ, практики, науки, культуры обнаруживает полную несостоятельность и вред мн. П. р. Хотя христ. церкви официально признают десятословие, но умалчивают при этом о таких заповедях, как праздновать субботу, не варить козленка в молоке его матери и т. д. При всей случайности и нелепости мн. П. р., в целом их происхождение следует объяснять не просто произволом религ. фантазии, но когда-то существовавшей практич. потребностью. Религ. санкция норм, правил, предписаний оказывала и оказывает парализующее воздействие на мысль, поиски лучших решений и тем препятствует прогрессу в тех сферах общесгв. и личной жизни, к-рые регламентировались религией. Мн. преступления против человечности совершались людьми, следовавшими П. р.
ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ понятие, входящее в круг идей учения о перевоплощении и означающее те его этапы, к-рыс предшествовали данному, теперешнему, и оказали на последнее свое воздействие. Напр., подробно разработано П. Будды Шакья-Муни, возвестившего миру учение о спасении. Факты П. изложены в т. н. джатаках, повествующих о 550 прежних перерождениях Будды. Материал для джатак черпался гл. обр. из инд. фольклора.
ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ - 1) предвзятое, отриц. отношение к ч.-л., к.-л.; 2) ложное убеждение, связанное с мировоззренч. заблуждениями, напр, с религиозными. Ошибочность П. субъективно не осознается, несмотря на его противоречие действительности, реальному опыту, знаниям и истин, убеждениям самой личности. Восприятие, поддержание и стойкое закрепление мн. П. осуществляется по психологич. каналам подражания, внушения и самовнушения в обход критики и собственного реального опыта верующего - под воздействием веры в бога, проповедей, культа, религ. среды и отношений. Ядро этих П. — принятые на веру измышления о чудесах, мистически окрашенные представления, чувствен, иллюзии и пр. Преодолению П. способствует расширение соц. связей верующего, стимулирование обществ, активности, приобщение к достижениям науки и культуры, усвоение материали-стич. мировоззрения.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - необходимая связь между предшествующими и последующими атеистич. иде - ями, в более широком смысле — между этапами развития атеизма, а также между атеистич. учениями и прогрес. элементами всей духовной культуры человечества. Атеизм несовместим с нигилистич. отрицанием культурных достижений прошлого. П. а. у. выражается в постулат, развитии атеизма: каждое атеистич. учение, опираясь на сумму знаний, вносит элементы нового в осмысление религии и методы ее критики. П. а. у. опирается на материалист, концепцию самодостаточности и вечности природы, развивающуюся исторически от допущения невмешательства бога в дела природы и об-ва до последоват.-материалистич. отрицания сверхъестественного. П. а. у. выявляется, напр., в вопросе о происхождении религии. Осн. мысль, проходящая через всю историю атеизма, - идея земного, естеств. происхождения религии. До марксизма эта идея имела гл. обр. пси-хологич. обоснование: религия - продукт страха, невежества и обмана. Марксизм, не отрицая этих факторов, совершил переворот во взглядах на религию и ее происхождение, увидев причины религии прежде всего в несвободе человека по отношению к окружающему миру, порожденной его бессилием перед природой и процессом обществ, развития. Мысли о связи религии с соц. факторами, с господством одних и угнетением других высказывались и до Маркса (напр., Фейербахом), но носили стихийный характер. Более систематическими являлись положения революц. демократов о связи религии с соц. факторами. П. а. у. обнаруживается и в вопросе о роли религии в об-ве, о путях ее преодоления. Совр. марксист, атеизм - закономерный результат предшеств. развития атеистич. мысли.
ПРЕЛАТ (лат. praelatus - предпочтенный, поставленный над кем-либо) - в католич. и англикан. церквах - звание, присваиваемое высш. духовным лицам.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ праздник правосл. церкви, относимый к числу двунадесятых праздников. Отмечается 6(19) августа. Установлен в честь якобы реального события - „преображения Иисуса Христа, о к-ром повествуется в Евангелии от Луки. По еванг. сказанию, однажды, когда Иисус молился на горе со своими учениками, лицо его преобразилось, одежда сделалась белою и из облака раздался голос божий: „Сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте (Лк. 9 : 35). Тем самым, по словам правосл. духовенства, Иисус будто бы совершил одно из самых больших своих чудес, чтобы „явить свою божеств, сущность. Однако это чудо прямо заимствовано из ветхозаветной книги „Исход , где повествуется о П. Моисея (24, 34). Еванг. сказание имело целью возвысить Иисуса в глазах верующих, устами господа назвать его „сыном божьим . Праздник П. был установлен в 4 в. На Руси он появился вместе с христианством и был приурочен к старинному земледельч. празднику, с к-рого начиналась уборка яблок в садах. Отсюда сложившееся в народе др. название праздника — яблочный спас. Церковь освятила бытовавший обычай не есть яблок до их созревания, связав сбор урожая со временем праздника П. Т. обр. церк. праздничная дата вошла в народный календарь.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Петр Федорович (1894-1941) - сов. историк, занимавшийся исследованием раннего христианства, влияния античных культов на формирование христ. догматики, морали и обрядности. Осн. труды вошли в сб. работ П. ,,В мире античных идей и образов (1967).
ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ - находящийся в Москве центр старообрядческой (беспоповской) общины Федосеевского толка. П. к. было основано в 1771 во время эпидемии чумы купцом Ковылиным, получившим участок земли близ Преображенской заставы и основавшим 2 монастыря-общежития: мужской и женский. В нач. 19 в. число обитателей их достигало 1500, а число прихожан - 10 тыс. Царское правительство в 1847 передало П. к. под начало попечительского совета, а верующих пыталось обратить в единоверие. Однако уничтожить общину так и не удалось. Она сохраняется и в наши дни, осуществляя руководство всеми общинами Федосеевского толка, продолжающими существовать в стране.
ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros - старейшина) - управляющий в раннехрист. общинах, а после образования христ. церкви - священнослужитель. В протестантизме П. - руководитель общины, избираемый, как и пастор, из состава мирян.
ПРЕСВИТЕРИАНЕ (от греч. presbyteros - старейшина) - течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии. Выражая интересы крупной буржуазии и нового дворянства, П. выступали против королевского абсолютизма и поддерживавшей его англикан. церкви; сыграли важную роль в англ. бурж. революции 17 в. Основал церковь П. в Шотландии Дж. Нокс (1505-1572). Он выдвинул требование республикан. церк. устройства и возврата к первонач. христианству. Осн. принципы вероучения П. изложены в „Вестминстерском вероисповедании (1648) и выдержаны в духе ортодокс, кальвинизма, с его верой во всеобщую греховность людей и абсолют, предопределение. Культ предельно упрощен. Богослужение состоит из проповеди, общей молитвы, пения псалмов. Управляются общины П. консисторией в составе пресвитеров и пастора, избираемых из мирян. Несколько общин объединяются в ассоциацию, возглавляемую пресвитерией в составе пресвитеров и пасторов от каждой общины. Ассоциации входят в провинц. и нац. синоды. Высш. органом у П. является ген. ассамблея, состоящая из пресвитеров и пасторов, направляемых пресвитериями. Значит, часть П. входит в свою международ, орг-цию - „Альянс реформатских церквей мира, придерживающихся пресвитерианского строения , учрежденную в 1875. В наст. вр. П. имеются в Шотландии (гос. церковь), Англии, Ирландии, США, Канаде, Австралии и др. странах.
ПРЕСТОЛ - гл. принадлежность христ. храма, предмет религ. поклонения; небольшой четырехугольный стол, часто художеств, исполнения, находится посредине алтаря; место размещения антиминса, креста и евангелия. Возле П. совершается евхаристия, проводятся богослужения.
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники правосл. церкви, посвященные различным персонажам или событиям „св. истории , в честь к-рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название - храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В условиях феод, раздробленности отд. княжества стремились обзавестись „собственными святыми, к-рые бы покровительствовали им. В их честь воздвигались храмы, а связанные с ними праздники становились ежегодными, приобретая особое значение в данной местности. И поныне церковь рассматривает культ местных „покровителей как эффективное средство идеологич. воздействия: „свои святые оказываются для верующих более близкими, на них возлагаются особые надежды в „заступничестве перед богом. Это одна из гл. причин сохранения П. п. в наст. вр. Попытки оправдать их существование в наши дни народными традициями безосновательны.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ - посягательства на устои религии, имущественные и иные интересы жреч. корпораций, личность и привилегии священнослужителей, отклонение от религ. догматов и обрядности, различные нарушения религ. запретов и безверие. Строго преследовались рабо-влад. уголовным правом. В средневек. Европе перечень П. р. еще более расширился. Под влиянием канонич. права светское право рассматривало как наиболее опасные преступления ересь, колдовство, богохульство и кощунство. Репрессии за П. р. приобрели массовый характер и отличались исключит, жестокостью. Бурж. уголовное право до 19 в. рассматривало П. р. как посягательства на бога и его предписания. В ряде стран до сих пор сохраняется ответственность за богохульство и кощунство. К П. р. относятся также воспрепятствование совершению религ. обрядов и церемоний, оскорбление религии и служителей культа и др. Охраняя религию и интересы религ. орг-ций, бурж. право не предусматривает ответственностьза посягательства на материалистич. мировоззрение, на атеистич. чувства, за дискриминацию атеистов.
ПРИДЕЛ - особый алтарь в христ. храме, обращенный, как и гл. алтарь, к востоку, располагается впереди или позади гл. алтаря (в православии) или на сев. или юж. стороне храма (в католицизме). П. существуют для того, чтобы в один день совершать несколько литургий (по числу П.).
ПРИЗВАНИЕ (нем. der Beruf) - протест, учение о религ.-нравств. значении обществ.-практич. деятельности человека, о „службе богу в миру. М. Лютер, а вслед за ним и остальные реформаторы, провозгласив принцип „всеобщего священства и „превратив мирян в попов (К. Маркс), превратили мирскую деятельность верующего в деятельность религиозную. М. Вебер (1864-1920) отмечал, что в протестантизме „повседневная деятельность, превратившаяся в П., сделалась источником спасения . М. Лютер истолковывал П. в смысле ограничения человеком своих стремлений рамками, данными ему богом, профессией и состоянием. Отсюда вытекало его требование подчинения властям, покорности и смирения. Ж. Кальвин развил учение о П. как активном деянии человека, к-рым он доказывает свою принадлежность к рангу избранных богом. Кальвинист, концепция П. стала идейн. оружием в руках пуритан, радикальных англ. сект, боровшихся с монархией. В дальнейшем, по мере того как буржуазия утрачивала свой революц. пыл, учение о П. трансформировалось в требование выработки особого типа жизн. поведения, таких нравств. добродетелей, к-рые бы способствовали достижению делового успеха в земной жизни.
ПРИМАС (лат. первенствующий) в католич. и англикан. церквах титул глав церквей. Напр., архиепископ кентерберийский - П. англикан. церкви Великобритании.
ПРИОР (лат. первый, важнейший, старший) - 1) настоятель небольшого мужского католич. монастыря; 2) должностное лицо в монаш. орденах, рангом ниже великого магистра.
ПРИСТЛИ Джозеф (1733-1804) - англ. естествоиспытатель, философ-материалист. В гл. филос. соч. „Исследования о материи и духе (1777) отстаивал материалистич. решение психофиз. проблемы, обосновывал положение о материальной природе сознания, его зависимости от нервной системы и мозга. Выступал против религ. представлений о не материальности и бессмертии души, утверждал, что „человек весь материален . Являясь сторонником деизма, П. делал уступки религ. идеологии.
ПРИТВОР - зап. часть христ. храма, отделенная от средней его части глухой стеной. В П. могли входить не только „истинно верующие , но и иноверцы и еретики. В день пасхи в П. миряне приносят для освящения куличи, яйца, сыр и т. п.
ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ - небольшой устный или письменный рассказ аллегорич.-назидательного содержания, в к-ром смысл событий, их развитие представляются зависящими от сверхъестественного. Образная форма, построение сюжета на житейских ситуациях и наблюдениях, иносказат. характер все это способствовало популярности П. р. среди верующих, делало их удобным средством распространения соц. и моралыю-.религ. идей. Как фольклорн. жанр притчи были известны всему Др. Востоку, нередко содержали обличит, мотивы, но с появлением религ. лит-ры они почти полностью теряют эту направленность и используются жрецами для проповеди смирения и покорности. Много П. р. в Ветхом завете (напр., притчи Соломона), сванг. притчи вложены в уста Христа. В евангелиях также содержится немало народных притч, поговорок, житейских наблюдений.
ПРИХОД - низш. церк.-адм. единица в христианстве, имеющая церковь с причтом и общину верующих. В Рус. правосл. церкви П. возглавляет церк. совет, избираемый на общем собрании верующих из мирян. Являясь исполнит, органом общины, совет выполняет ряд административно-хозяйств. функций: нанимает духовенство для удовлетворения религ. потребностей прихожан, заботится о сохранности церк. здания и предметов культа, следит за расходованием средств П. и т. п. Духовенство, ограничиваясь богослужебной практикой, не может вмешиваться в деятельность церк. совета.
ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия (греч. eucharistia) - одно из 7 таинств в католич. и правосл. церквах, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, в к-рых якобы воплощены „тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся „стелесниками Иисуса Христа , „участниками божеского естества . Иисусу приписывается и установление П. В действительности же это пережиток др. обычая поедать мясо и пить кровь св. животного. Эти обычаи, тесно связанные с то-темистич. верованиями (см. Тотемизм) , имели место в мистериях, посвященных различным богам гл. обр. вост. религий, многие элементы к-рых были заимствованы христианами. П. называют гл. таинством христ. религии. Оно занимает центр, место в литургии. До последнего времени порядок совершения П. в православии отличался от установленного в католицизме. Если правосл. верующие причащались и хлебом и вином, то у католиков мирянам разрешалось совершать П. только хлебом. Лишь II Ватик. собор принял решение разрешить им П. и вином. В протест, церквах П. рассматривается не как таинство, а как символич. обряд, лишенный мистич. смысла. Однако во всех случаях П. служит закреплению в сознании верующих отсталых, антинауч. представлений.
ПРИЧЕТНИК см. Псаломщик.
ПРИЧТ - в христианстве священно - и церковнослужители одного храма (прихода). В П. входят: настоятель, священник (иногда 2-3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т. д.
ПРОВИДЕНИЕ, промысл божий - по представлению верующих и согласно религ. учениям - деятельность бога, определяющая весь ход событий в мире. Вера в П. в фантастич. форме отражает придавленность человека силами природы и гл. обр. соц. силами в эксплуатат. об-ве. Вера в П. снижает творческую активность верующих, примиряет их с соц. несправедливостью. В своем крайнем выражении она ведет к фатализму.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia - провидение) - теологич. концепция истории как промысла божьего. Согласно П., любое обществ, событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, свидетельствуют о присутствии бога в мире, являются проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. П. тесно переплетен с телеологией. В христианстве идеи П. разрабатывались мн. апологетами, а затем „отцами церкви и в систематизированном виде были изложены Августином, к-рый в соч. „О граде божьем представил мировую историю как осуществление божеств, плана, направл. на достижение людьми потустороннего „царства божьего . В эпоху средневековья идеи П. были господствующими в историч. и филос. мысли Европы. В наст. вр. их пытаются возродить и модернизировать представители т. н. „христ. философии истории (Ж. Маритсн, Р. Нибур и др.). Идеи П. пронизывают учение ислама о предопределении, служат обоснованием его фатализма. Они освящают об-во неравенства и угнетения, изображают его вечным и предустановленным „естеств. порядком , в к-ром человек является пассивным орудием божеств, воли.
ПРОГРЕСС - особый тип развития, к-рый включает в себя не только изменение, но и совершенствование, переход от низшего к высшему. П. не является всеобщей формой развития, в части., он отсутствует во мн. процессах развития неорганич. природы. Понятие П. неприложимо и ко Вселенной в целом (т. е. ко всему объективному материальному миру). Признание однонаправленности прогрес. развития Вселенной ведет к религ.-идеалистич. выводу о начале и конце мира (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22, 362-363). П. носит относит, характер, он присущ нек-рым формам движения материи, прежде всего биологической и социальной. Критерии П. специфичны в каждой из этих форм. П. обществ, означает постулат., восходящее развитие об-ва от более низких ступеней развития к более высоким. Обществ. П. не следует понимать как заданную заранее цель историч. развития. П. об-ва определяется объективными законами его развития, и в части, законом соответствия производств, отношений характеру производит, сил. В. И. Ленин считал развитие производит, сил высш. критерием обществ, прогресса. Более высокому уровню развития производит, сил соответствует и более прогрес. система производств, отношений, дающая больший простор развитию производства, способствующая более полному и глубокому познанию окружающего мира и использованию этих знаний в прак-тич. деятельности людей. С этой т. зр. первобытн. об-во, рабовлад., феод., капиталистич. и коммунистич. формации представляют собой осн. ступени обществ. П. П. об-ва не исключает моментов регресса, движения вспять в отд. сферах его жизни. В клас. об-ве П. носит антагонистич. характер. В капиталистич. об-вс развитие науч.-технич. П. осуществляется в интересах монополий, подчинено извлечению наивысш. прибыли. Только в условиях социализма науч.-тсхнич. и культурный П. осуществляется в интересах трудящихся, способствует удовлетворению их материальных и духовных потребностей и развитию личности. Совр. бурж. идеология враждебна идее П. Нек-рые бурж. историки и социологи (А. Тойнби, П. Сорокин) противопоставляют соц. П. идею циклич. развития, круговорота цивилизаций. Другие рисуют гибель цивилизации как неизбежный результат науч.-технич. П. Эти идеи используются совр. теологией, к-рая с их помощью пытается обосновать эсхатологич. выводы о конце мира.
ПРОЗЕЛИТ (греч. prosēlytos, букв. - пришелец) - человек, принявший к.-л. новую веру; новообращенный горячий приверженец ч.-л.
ПРОЗЕЛИТИЗМ (от греч. prosēlytos, букв. - пришелец) - 1) стремление обратить в свою веру лиц др. исповедания; 2) горячая преданность вновь принятой вере.
ПРОЗЕРПИНА - см. Персефона.
„ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ - гл. труд Ч. Дарвина. Полное название - „Происхождение видов путем естеств. отбора, или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь . Изучив огромный науч. материал за время кругосветного путешествия, Дарвин подготовил рукопись по теории естеств. отбора (1842), к-рую затем расширил (1844). В 1859 был издан труд „П. в. , в к-ром показывалось, что многообразие видов растений и животных, целесообразность их строения не продукт божеств, творения, а результат длит, эволюции органич. мира путем естеств. отбора. Создание Дарвином „П. в. - революц. переворот в биологии, сокрушит, удар по догматам религии. Труд „П. в. получил поддержку всех передовых ученых и подвергся ожесточенным нападкам клерикалов.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ - проблема, науч. рассмотрение к-рой стало возможно только на основе таких достижений биологии, как теория Дарвина, исследование химизма биологич. процессов, выявление фундамент, роли белков в них. Основы теории естеств. возникновения жизни на Земле были заложены в 20-х гг. 20 в. трудами А. И. Опарина. Важное значение для ее развития имело открытие в 50-х гг. того факта, что основу живого вещества образуют наряду с белками де-зоксирибонуклеиновая и рибонуклеиновая кислоты (ДНК и РНК). Ныне эта теория, опирающаяся на достижения биохимии, биофизики, молекулярной биологии, цитологии и др. наук, приводит к выводу, что жизнь на Земле появилась около 4 млрд. лет назад. К возникновению жизни привела эволюция изначально имевшихся на Земле углеродистых соединений и формировавшихся из них многомолекулярных систем. Опыты, моделирующие условия на поверхности молодой Земли, показали, что тогда из простых органич. соединений, воды, аммиака образовывались разнообразные более сложные соединения, в т. ч. аминокислоты, нуклеотиды, из к-рых в свою очередь формировались бел-ково - и нуклеиноподобные полимеры - полипептиды и полинуклеотиды. В растворе органич. веществ, в прогретой солнцем воде морей при определенных условиях образовывались многомолекулярные коллоидные системы (коацерватные капли), отделенные от окружающей среды, но сохраняющие с этой средой постоянный обмен веществом и энергией. Внутри коацерватных капель, или каких-то иных фазово-обособ-ленных образований, происходило взаимодействие полинуклеотидов и полипептидов: полинуклеотиды служили матрицами для неферментного синтеза полипептидов, полиаминокислоты связывали определенные нуклеотиды. Это взаимодействие оказывало прямое влияние на устойчивость образований. Те из них, в к-рых взаимная структурная и функциональная обусловленность полинуклеотидов и полипептидов была выражена сильнее, чем у других, оказывались более устойчивыми и долговечными, т. к. были лучше уравновешены с окружающей средой. Происходил первичный отбор образований с наиболее взаимно „пригнанными в структурном и функциональном отношениях полипептидными и полинуклео-тидными элементами. При каких-то пока еще не вполне раскрытых наукой условиях появились такие образования, внутри к-рых нуклеотидные элементы превратились в нуклеиновые кислоты, действовавшие как организаторы и матрицы синтеза белков, а полипептидные элементы - в белки-ферменты, обеспечивающие самовоспроизведение молекул нуклеиновых кислот. Эти образования могли повышать уровень упорядоченности своей структуры за счет использования энергии и вещества внешней среды, самовоспроизводить себе подобных на основе информации, заключенной в химич. структуре нуклеиновых кислот, и обладали индивидуально различавшейся способностью уравновешивания с окружающей средой, благодаря чему первичный отбор превращался в качественно новое, биологич. явление — естеств. отбор. Такие образования и явились первичными живыми телами.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ. Бесспорные свидетельства перво-нач. религ. верований датируются временем верхнего палеолита (20-40 тыс. лет до н. э.). Одной из древнейших форм религии была магия - совокупность верований и обрядов, с помощью к-рых первобытн. человек пытался сверхъестеств. образом воздействовать на окружающий мир, чтобы добиться своих практич. целей. В магии особенно четко видна соц. основа религии. Первобытн. человек прибегал к магии в тех случаях, когда не был уверен в результатах своих практич. действий, когда в его жизнь, в его судьбу вмешивались неведомые ему и не контролируемые им факторы. Т. обр., причины возникновения религии (корни религии) следует искать не в сфере сознания, а в ограниченности первобытн. практики, в бессилии людей перед лицом природы и общественных отношений. В основе всякой религии лежит вера в сверхъестественное. В первобытн. религии первоначально возникает вера в сверхъестеств. свойства материальных предметов (фетишизм) или вера в сверхъестеств. связи между реальными объектами (магия, тотемизм). Лишь на дальнейших этапах развития лервобытн. об-ва сверхъестественное стало мыслиться как самостоят., нематериальная сущность, возникает вера в духов и души (анимизм), к-рые противопоставляются материальным вещам и мыслятся существующими без них. Представления о богах, т. е. о духовных существах, каждое из к-рых имеет свое имя и индивид, особенности, возникают в основном уже в клас. об-ве и отражают в превратном виде антагонист, обществ, отношения. Религии первобытн. об-ва формировались в рамках отд. ро-доплемен. общностей и отражали в своих верованиях и обрядах условия их жизни, особенности их материальной и духовной культуры. Изменения в характере производств, деятельности племени и в его соц. отношениях получали свое фантастич. отражение в религ. верованиях. Так, переход от охоты к скотоводству и земледелию нашел свое религ. отражение в превращении охотничьей магии и тотемизма в культы духов - покровителей животных и духов растений. Переход от матриархата к патриархату привел к тому, что господствовавшие ранее женские духи уступили место мужским и т. п. В раннеродовом об-ве существовало полное соц. равенство соплеменников. Это находило свое отражение и в культовой деятельности рода или племени. В ней на равных основаниях участвовали все члены об-ва. Лишь в эпоху разложения родового об-ва возникает специализация культовых действий. Гл. роль в них начинают играть колдуны или шаманы. Эта специализация усиливается и закрепляется в клас. об-ве. В нем формируется особый соц. слой служителей культа.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. После выхода трудов Ч. Дарвина и Т. Гексли, посвященных П. ч., в науке прочно утверждается представление о родстве человека с высш. обезьянами. Родство это доказывается сравнительно-анатомич., эмбриологич. и физиология, исследованиями, изучением высш. нервной деятельности человека и обезьян, а также данными палеонтологии и палеоантропологии. Решив проблему предков человека, Дарвин и Гексли вместе с тем не смогли правильно ответить на вопрос об осн. движ. силах превращения др. высш. обезьян в человека. Ответ на этот вопрос дал Ф. Энгельс в своей работе „Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека . Согласно трудовой теории антропогенеза, именно трудовая деятельность была гл. движ. силой в процессе очеловечения высш. приматов. В ходе этого процесса соц. факторы развития постепенно устраняли действие факторов биологических. Место П. ч. до сих пор точно не определено. В свете имеющегося в наст. вр. археология, и палеоантропология, материала наиболее вероятной родиной человека представляется Вост. Африка, где найдены самые др. остатки людей и следы их труд, деятельности. Тем не менее нек-рые ученые окончательно не сбрасывают со счетов в качестве возможных мест становления человека Юго-Вост. Азию и ряд др. регионов. Непосредств. предками человека были австралопитековые обезьяны, обитавшие во мн. районах земного шара. Они передвигались на двух ногах, охотились на мелких животных, имели сравнительно развитый мозг. В процессе эволюции из числа австрало-питековых выделились наиболее высокоразвитые формы, начавшие изготовлять орудия. Речь идет о Homo habilis („человеке умелом ) , остатки к-рого были найдены в 1960 англ. археологом Л. Лики в Олдувайском ущелье в Танзании. Возраст этого существа был определен калий-аргоновым методом в 1750-1850 тыс. лет. Еще древнее найденные Л. Лики в 1970 в районе Кооби-Форы в Кении примитивные каменные орудия — их возраст 2,6 млн. лет. Мн. ученые считают Homo habilis древнейшим человеком, однако нек-рые исследователи полагают, что это существо было еще не настоящим человеком, а „предчеловеком , и утверждают, что его труд носил несистематич., полуинстинкт, характер. Более развитыми древнейшими людьми являлись яванские питекантропы (большинство их жило 0,5 - 1 млн. лет назад, однако возраст наиболее др. особей, по-видимому, достигает 1,5-1,9 млн. лет), чадант-роп (1 млн. лет) в Центр. Африке, атлантроп (600 тыс. лет) в Сев. Африке, гейдельбергский человек и человек из Вертешсёллеша (приблизительно 500 тыс. лет) в Центр. Европе, олдувайский питекантроп (около 500 тыс. лет) в Вост. Африке, синантроп (300 тыс. лет или несколько ранее) в Вост. Азии и т. д. Следующей стадией в развитии человека были др. люди - неандертальцы, впервые появившиеся 200-150 тыс. лет назад и заметно эволюционно продвинувшиеся в сравнении с древнейшими людьми. По объему мозга неандертальцы мало отличались от совр. людей, однако строение мозга было у них более примитивное. И все же у неандертальцев, по-видимому, значительно повысилась способность к абстракции, о чем, в части., свидетельствует появление у них религ. представлений. Нек-рые исследователи даже допускают возможность возникновения у неандертальцев зачаточных форм родовой организации. Наиболее высокоразвитые формы неандертальцев были предками возникшего ок. 40 тыс. лет назад чедрвека совр. вида - Homo sapiens („человека разумного ), к-рого по месту первой его находки (пещера Кро-Маньон во Франции, 1868) назвали кроманьонцем. С появлением совр. людей естеств. отбор окончательно перестал действовать как фактор развития, и биология, эволюция человека завершилась.
ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736) - рус. гос. и церк. деятель, писатель, сподвижник Петра I, с 1718 - епископ, с 1721 - вице-президент Синода, с 1724 до смерти — архиепископ новгородский. В разработанном им „Духовном регламенте (положении о Синоде), в политич. трактате „Правда воли монаршей и др. П. обосновывал упразднение патриаршества и учреждение Синода, выступал как сторонник петровских реформ, развивал идеи просвещенного абсолютизма. П. был одним из образованнейших людей своего времени, принимал участие в создании Российской академии наук.
ПРОМЕТЕЙ (греч. - провидец) - в греч. мифологии - защитник людей от произвола богов и покровитель человеч. рода. Согласно мифу, П. похитил с Олимпа огонь, отнятый у людей Зевсом. За это он был приговорен к вечным мукам. Его образ стал символом могучего несгибаемого борца за интересы людей.
ПРОПОВЕДЬ - пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. П. получает наибольшее развитие в миров, религиях. В средне - век. п/хгвоашвии и католицизме появляется П. гимнологическая, политическая, панегирики П. по случаю различных событий. Протестантизм превращает П. в центр, момент богослужения. В условиях совр. кризиса религии значительное внимание в П. уделяется СОЦ.-ЭТИЧ. проблемам и апологетике.
ПРОРИЦАТЕЛЬ - общее название предсказателей судьбы, пророков, волхвов, жрецов, оракулов, гадателей и гадалок, астрологов, толкователей снов и примет, „ясновидящих” и т. д., якобы получающих достоверные сведения о будущем сверхъестеств. путем - через знамения свыше, мистич. наитие, озарение, откровение. П. приписывались особые провиденциальные качества, к-рыми якобы не обладают др. люди. П. существовали и существуют во все времена, во всех религиях. В наст. вр. в капиталистич. мире процветает множество П. (напр., в США ок. 90 тыс., во Франции ок. 40 тыс. официально зарегистрированных профессиональных П.).
ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ прорицатели, гадатели, по своим функциям и характеру деятельности близкие к шаманам, у народов Ханаана и в Др. Израиле. Во время актов „пророчества впадали в экстаз. Некоторые из П. б. вели бродячий образ жизни, взимая с населения плату за свои услуги, другие находились на постоян. службе у царей, родовых старейшин. В Ветхом завете часто упоминаются пророки Самуил, Гад, Нафан, Илия, Елисей. Нек-рые из П. б. записывали свои проповеди, к-рые впоследствии вошли в Ветхий завет как пророков книги.
ПРОРОКОВ КНИГИ - группа ветхозав. книг, авторство к-рых приписывается пророкам. Среди них - 4 „великих (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил) и 12 „малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия). Порядок, в к-ром расположены П. к. в Ветхом завете, не соответствует реальной последовательности их появления. Нек-рые из П. к. объединяют несколько произведений, принадлежащих разным авторам. Так, из 66 глав, составляющих книгу Исайи, главы Г-39 относятся ко второй половине 8 в. дон. э., 40—55 написаны в период плена и, естественно, другим автором; в библеистической литературе эта часть именуется Второисаией. Остальные 11 глав („Третьеисаия ) написаны еще позже. Из трех разнород. частей состоит также книга Захарии. Во многих других П. к. также безусловен элемент компилятивности, так что их принадлежность определ. авторам может признаваться лишь условно. По времени появления П. к. делятся на группы: допленные (Первоисаия, Осия, Амос, Михей), эпохи пленения и пребывания евреев в плену (Иеремия, Иезекииль, Второисаия, Авдий и др.), поздние (Иона, Иоиль, Даниил). П. к. представляют собой фантаст.-мифологич. объяснение причин бед и несчастий, обрушивавшихся на др. евреев в течение столетий и непонятных им, особенно в свете учения о богоизбранности Израиля. Пророки изобличают евреев в неверности заключенному с Яхве завету, толкуют все их несчастия как наказание за неверность, предрекают еще худшие беды и грядущее в конце концов спасит. вмешательство Яхве, к-рый простит свой народ и через посредство мессии восстановит его положение в мире. Вместе с тем в П. к. звучат ноты протеста против усиливавшегося угнетения неимущих, обезземеливания и закабаления свободных общинников. В этом стихийно выражались настроения соц. протеста низших слоев об-ва.
ПРОРОЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ - во мн. религ. учениях прорицание, предсказание будущего, основанное якобы на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестеств. источника. Большое место занимают П. р. в Библии. Вера в П. р. фигурирует во мн. религиях. Особенно большую роль она играет в исламе, где гл. и самым выдающимся пророком считается основатель этой религии Мухаммед.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО - пропаганда и попытки осуществления идеи о том, что осн. путь преодоления религии распространение истин, знаний, просвещение, т. с. воздействие на сознание людей. П., основанное на идеалистич. понимании об-ва и утверждения, что религия порождается гл. обр. невежеством, свойственно атеизму франц. просветителей 18 в., Фейербаху, рус. революц. демократам, а также совр. бурж. атеизму и свободомыслию. Науч. атеизм не отрицает того, что незнание истин, причин природных и обществ, явлений - непременный корень религии, но, исходя из материали-стич. понимания об-ва, гл. путем преодоления религии считает коренное изменение тех условий обществ, бытия, к-рые порождают и поддерживают религию (см. Корни религии). Тем самым снимается и преодолевается односторонность просветительского подхода к атеистич. воспитанию.
ПРОСВЕЩЕНИЕ - прогрсс. идейн. течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой поднимавшейся буржуазии и народных масс против феод, порядков и учреждений. Отличит, чертой П. являлось стремление его представителей к переустройству всех обществ, отношений на началах разума, „вечной справедливости , равенства и др. подобных принципов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемлемых „естеств. прав человека. Гл. средством преобразования обществ, жизни деятели П. считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, идеалы просветителей оказались на практике не чем иным, как „идеализированным царством буржуазии (т. 20, с. 17). Наряду с указанными выше общими чертами П. в разных странах имело и специфич. отличия, обусловленные особенностями их историч. развития. Напр., англ. П., последовавшее за „славной революцией , отличалось умеренным характером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззрение его родоначальника Дж. Локка, к-рый был „в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 419). Свободомыслие Локка и др. представителей англ. П. (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось га. обр. в борьбе за веротерпимость, а критика религии велась с дсистских позиций. Во Франции П. предшествовало бурж. революции конца 18 в. и сьнрало решающую роль в ее идеологич. подготовке. Родоначальниками франц. П. были Вольтер и Монтескье, а его отличит, особенностью - воинств, антиклерикализм, непримиримое отношение к католич. религии и церкви, составлявшим духовный оплот феод.-абсолютист. строя. Наиболее решит, противниками религии среди франц. просветителей были философы-материалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах), выступавшие с открыто атеистич. позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Руссо), и мыслители, лояльно относившиеся к католицизму (Кон-дильяк). В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демократич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) - Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллен и др. Филос. основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести. Неразвитость бурж. отношений в Германии, ее экономим, и политич. отсталость нашли отражение в проти-вореч. характере нем. П. Наряду с умеренным течением, тяготевшим к идеализму, в нем имелось и демократич. направление, ориентированное на материализм, связанное с протестом широких слоев населения против феод, произвола, гнета абсолютизма, против офиц. религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и др.) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и вероисповедания, осуждали религ. нетерпимость, фанатизм. В России идеология П. возникла и стала распространяться со вт. пол. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В нач. 19 в. рус. П. было представлено деистическо-материалистич. (И. П. Пнин,И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистич.-атеистич. (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее включало участников революц.-освободит. движения декабристов и носило ярко выраженный антирелиг. характер. Вместе с тем в рус. П. имелась и реакц.-идеалистич. филос. школа (Д. М. Велланский, М. Г. Павлов, В. Ф. Одоевский и др.). Рус. просветителями 19 в. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Мировоззрение рус. революц. демократов представляло собой высш. ступень в развитии домарксовского материализма и атеизма. Видными деятелями П. являлись также представители революц.-демократич. мысли народов России, др. стран вт. пол. 19 - нач. 20 в.
ПРОСКОМИДИЯ - первая часть христ. литургии, во время к-рой священнослужители приготовляют хлеб и вино для причащения верующих.
ПРОСФОРА (греч., букв. - приношение) - в первые века существования христианства так назывались приношения христиан в общину, часть к-рых использовалась для причащения, а остатки — для „вечери любви , устраивавшейся после литургии. Позже П. в пра-восл. церквах стали называться небольшие круглые булочки, выпекаемые из квасного пшеничного теста, употребляемые для причащения. У католиков для этих целей употребляются гостии.
ПРОТАГОР (ок. 480-410 до н. э.) - др.-греч. философ, основатель школы софистов. Считал человека мерой существования или несуществования вещей. Исходя из этого, утверждал, что о богах нельзя знать „ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость человеч. жизни . П. рассматривал об-во как результат дарования людям огня и искусств Прометеем, похитившим их у богов, и дарования Зевсом стыда и правды. Был изгнан из Афин, а его книга о богах сожжена.
ПРОТЕСТАНТИЗМ - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, гл. направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисл. и самостоят, церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолич. движением 16 в. в Европе. В 1526 шпейерский рейхстаг по требованию нем. князей-лютеран принял постановление о праве каждого нем. князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов последовал „протест , от к-рого и происходит термин „П. . Буржуазия, борясь против като-лич. церкви, освящавшей феодализм, ставила цель не упразднить, а лишь „исправить ее, реформировать, приспособить к своим клас. интересам. П. разделяет об-щехрист. представления о бытии бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая ка-толич. чистилище), об откровении и пр. Вместе с тем П. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключит, авторитет Библии. Согласно учению П., первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупит, жертву Христа. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает „посвящение на сверхъестеств. общение с богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство) . Так, в П. снимается догматич. различие между священником и мирянином, упраздняется церк. иерархия. Служитель культа в П. лишен права, напр., исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат. Произошли изменения и в культе. П. упразднил мн. „таинства , оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати. Была отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и многочисл. праздники в их честь, почитание мощей и икон. Молитв, дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, П. отказался от монастырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а т. н. св. предание отвергнуто. Библия была переведена на нац. языки, ее изучение и толкование стало не „грехом , как в католицизме, а первейшей обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократич. устройства общин (равенства мирян и духовенства, выборность, отчетность и др.). Первонач. формами П. были: лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитаризм и социнианство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как „поздний П. : баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны или „Святые последних дней , „Армия спасения , „Христианская наука , пятидесятники и др. Формирование большинства этих течений проходило под знаком „религ. возрождения , возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. В наст. вр. П. получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, ФРГ, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мир. центр П. - США, где обосновались штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и др. Для совр. П. характерно стремление к интеграции, к-рое нашло выражение в создании в 1948 Всемирн. совета церквей. Теология П., являясь разновидностью христ. идеологии, прошла ряд этапов в своем развитии. Это ортодокс, теология 16 в. (М. Лютер, Ж. Кальвин) , неопротест., или либеральная, теология 18 — 19 вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак) , „ теология кризиса , или диалектическая, теология, появившаяся после первой мир. войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или „новая , теология, распространившаяся после второй мир. воййы (Д. Бонхеффер и др.).
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Реформация утверждала религ. веру в качестве личной связи человека с богом. Истинно религ. познание бога М. Лютер противопоставлял светскому разуму, включая схоластич. умозрения. Тем самым разум был вынесен за пределы религ. веры и лишен даже того значения, к-рое ему придавали схоласты, признававшие философию в качестве „служанки теологии . В протестантизме на этой основе сложилась „антифилос. традиция, представленная в 20 в. в неоортодоксии К. Барта. Однако и протестантизм не смог обойтись без филос. интерпретации ряда важнейших теологич. понятий и обоснования принципов вероучения. Эта потребность привела к появлению протест, неосхоластики, основы к-рой были заложены соратником М. Лютера - Ф. Меланхтоном. Она просуществовала до 18 в. и была вытеснена школой Лейбница-Вольфа. Отвергнув католич. философию, протестантизм сделал саму религию объектом осмысления светским разумом. Учение И. Канта о религии, его критика схоластич. метафизики и существующей церкви, признание бога в качестве постулата практич. разума и гаранта моральности были использованы протест, теологами и представлены в качестве протест, философии религии. Важную роль в развитии протестантизма сыграли взгляды Ф. Шлсйермахера (1768 1834), создавшего Основы „либеральной теологии , к-рая видела источник веры в заложенном в самом человеке „религ. опыте или „переживании , т. с. в том или ином состоянии личности, человека как субъекта веры. Возникшая в 20-х гг. 20 в. „диалектич. теология (К.Барт), отвергнув как „обмирщение веры либеральный протестантизм, опиралась на метод решения филос. проблем, разработанный в экзистенциалистском учении С. Кьеркегора: в основу апологетики христ. веры была положена идея „парадоксальности , „абсурдности мира и „заброшенности в нем человека. Вопреки очевидной связи „диалектич. теологии с экзистенциалистской философией бартианцы продолжают утверждать, что бог не может быть объектом филос. познания, он не нуждается в услугах чувств или разума, чтобы стать объектом веры. Негативное отношение бартианской неоортодоксии к философии выражает се отступление на позиции слепой веры. Вот почему др. крупнейший представитель совр. протест, теологии П. Тиллих поставил задачу восстановить утраченный синтез христианства с совр. сознанием, в т. ч. и с философией. Он предлагает переосмысление христ. догмы с помощью экзистенциалистской философии. Программа и методы демифологизации христианства, предложенные протест, теологом Р. Бультманом, были разработаны на основе экзистенциалистской философии М. Хайдеггера. Для современной протестантской мысли особенно характерен философский эклектизм.
ПРОТИВОРЕЧИЯБИБЛЕЙСКИЕ - см. Библейские противоречия.
ПРОТОИЕРЕЙ (от греч. protos - первый иhieros - священный), протопресвитер, протопоп — старший правосл. священник, настоятель соборной церкви. Звание П. нередко жалуется священникам как отличие за личные заслуги перед церковью.
ПРОФСОЮЗЫ ХРИСТИАНCKИЕ см. Христианский синдикализм.
ПРОХАНОВ Иван Степанович (1869 1935) религ. и политич. деятель, руководитель Всерос. Союза еванг. христиан (1908 1928). В марте 1917 создал христ.-демократии, партию „Воскресение ; Октябрьскую революцию встретил враждебно. Позднее под давлением рядовых верующих встал на путь политич. лояльности, стремился приспособить свою утопич. соц.-религ. программу к условиям социалистич. строительства. В 1928 П. эмигрировал из СССР.
Читайте: |
---|