Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ПРЫ - ПЯТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПРЫГУНЫ (духовные христиане-прыгуны, максимисты) одно из экстатич. и эсхатологии, направле­ний в молоканстве (см. Молока­не) . Возникновение секты, относя­щееся к 40-м гг. 19 в., связано с именем Максима Рудометкина, крестьянина из Тамбовской губ., гл. идеолога прыгунства (отсюда название „максимисты ). М. Ру-домсткин проповедовал близкое наступление „тысячелетнего царст­ва , изображал в своих соч. яркие картины „царства божия „Но­вого Иерусалима , ожидающего ве­рующих. Молитв, собрания П. от­личались особой экзальтацией, но­сили форму радений: верующие неистово прыгали, добиваясь „схождения св. духа . Особое распространение прыгунство полу­чило в Закавказье. По мере того как у П. усиливалось влияние бурж. элементов, мистико-экстатич. сторона их культа отсту­пала на задний план. Борьба ря­довых П. со своими руководи­телями, столкновения с влагтя-ми привели к росту эмиграцион­ных настроений. В 1901-1911 свы­ше 3500 П. выехало в Калифор­нию. В наст. вр. небольшие груп­пы П. на территории СССР име­ются в Азербайджане и Армении.

ПСАЛМЫ (греч. psalmoi) - песно­пения, составляющие Псалтирь; произведения иуд. религ. лирики (не ранее 6 в. до н. э.), вошедшие в  христ.  культ. Жанровые разновидности: хвала богу, мольба, жалобы и проклятия. В мир. поэ­зии известны многочисл. перело­жения П.

ПСАЛОМЩИК, дьячок, пономарь, чтец, причетник - низш. служи­тель в правосл. церкви, т. н. цер­ковнослужитель, в обязанности к-рого входит чтение и пенис на клиросе и церк. делопроизводство.

ПСАЛТИРЬ, псалтырь (греч. psalterion - книга псалмов) - в.-з. книга, содержащая 150 молитв, песнопений. Традицией П. припи­сывалась царю Давиду, но в тек­сте П. есть указания на то, что ему принадлежит только 71 псалом (71:20). Библейской критикой установлено, что к царскому пе­риоду относятся не больше 9 псал­мов. Новые псалмы включались в П. вплоть до канонизации Вет­хого завета. В Септуагинте поми­мо псалмов, содержащихся в свр. тексте, имеется 1 дополнительный, чем объясняется несогласован­ность в нумерации псалмов в изда­ниях Библии, переводившихся с др.-евр. текста и с Септуагинты. Нек-рые псалмы включены в ри­туал христ. и иуд. богослуже­ния.

ПСИХЕЯ - в др.-греч. мифоло­гии олицетворение человеч. души, изображалась в виде молодой де­вушки с крыльями бабочки.

ПСИХОАНАЛИЗ - см. Фрейдизм.

ПСИХОЛОГИЯ ВЕРУЮЩИХ - осо­бенности психики религ. людей, вытекающие из их веры в сверхъ­естественное. В отличие от идеалистич. и теологич. концепций, пы­тающихся в психике людей обна­ружить некую „божеств. или ре­лиг. сущность („религ. чувство у Р. Отто, „коллективное бессоз­нательное у К. Г. Юнга и т. п.), марксизм исходит из того, что за­коны функционирования человеч. психики едины для верующих и неверующих. П. в. отличается от психологии неверующих только тем, что мн. психич. процессы религ. людей (познавательные, эмоциональные, волевые) приобретают специфич. направленность на иллюзорные объекты религ. веры (бога, духа и т. п.). Т. обр., особенности П. в. носят не физиологич. и не общепсихологич., а соц.-психологич. характер, они определяются усвоением индиви­дом религ. верований и представ­лений из окружающей его соц. среды. В зависимости от глубины и интенсивности религ. веры она может оказывать большее или меньшее воздействие не только на сознание, но и на поведение инди­вида. Возможны случаи (хотя и редкие), когда религ. вера поч­ти полностью определяет не толь­ко содержание взглядов индивида, но и его практич. поведение в об-ве. В социалистич. об-ве пре­обладает тип верующего, у к-ро­го религ. ориентация занимает второстепенное место и слабо мо­тивирует его поведение.

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - од­на из отраслей знания о религии. Она изучает психологич. законо­мерности возникновения, разви­тия, функционирования и отмира­ния религ. явлений в обществен­ной, групповой и индивидуальной психологии; содержание, структу­ру, направленность этих явлении, их место и роль в религ. комплек­се и влияние на внерелиг. сферы жизнедеятельности  об-ва, групп, личностей. Исходные методологич. принципы последовательно науч. П. р. сформулированы    К. Марк­сом  и Ф. Энгельсом и развиты В. И. Лениным.  Осн. содержание П. р. составляет соц.-психологич. объяснение религ. явлений. П. р. пользуется диалектико-материали-стич. методом, а также метода­ми общепсихологич. и соц.-психо­логич. исследований. Психологич. теорию религии образуют: 1) уче­ние о психологич. корнях религии; 2) положения, раскрывающие спе­цифику религ. психологич. явле­ний в разных обществ, системах, у разных классов, этнич., профес­сиональных,  демографич. групп, у представителей различных пси­хологич. типов личностей; 3) пси­хология религ. групп и личностей; 4) методика конкр. психологич. исследований религиозности и ате - истичности. Бурж. П. р. сформиро­валась в кон. 19 - нач. 20 в. бла­годаря трудам В. Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джемса, Е. Д. Старбека, Дж. Л. Леуба и др. В ней име­ются светское и конфес. направ­ления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой свет­ской П. р. служит идеализм: по­зитивизм, прагматизм, феномено­логия и др. Конфес. (христ.) П. р. основывается на теологии - католической, протестантской, православной и нередко использу­ет в апологетич. целях идеалистич. философию. Для объяснения религ. явлений привлекаются разл. психологич. теории - бихевио­ризм, гештальт-психология, тео­рия поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм) и др. Конфес. П. р. имеет практич. задачу найти эффективные средства воспитания и укрепления религиозности. В рамках конфес. П. р. выделена пастыр. психология, к-рая призва­на научить служителей культа использовать данные психологии в их деятельности.

ПТА - в др.-егип. мифологии — первонач. бог-творец и бог мерт­вых в Мемфисе, позднее (в эпо­ху Ср. и Нового царств) занял место во весегип. пантеоне как демиург всего сущего. Изобра­жался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду. П. приписывали способность отк­рывать уста умерших для возвра­щения им жизни.

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (ок. 90-ок. 168) - греч. астроном, автор геоцентрич. системы мира. Систе­ма П., ставящая Землю в центр конечной Вселенной, соответство­вала христ. миропониманию и на протяжении средних веков исполь­зовалась и поддерживалась цер­ковью. Она была опровергнута гелиоцентрич. системой Коперника.

ПУРИМ (от др.-евр. пур - жре­бий) - иуд. праздник в честь избавления др. евреев от козней злого Амана во времена перс, царя Артаксеркса (4 в. до н. э.), о к-ром рассказывается в библ. кн. „Есфирь .

ПУРИТАНЕ (от лаг. purus - чи­стый) - англ. кальвинисты, сто­ронники решит, осуществления идей Реформации в Англии 16— 17 вв. и преобразования англикан. церкви в духе последоват. протестантизма. П. требовали уп­разднения церк. иерархии и вве­дения священства всех верующих, отделения церкви от государства, се удешевления, упрощения обряд­ности. В этих требованиях в ре-лиг. форме нашли отражение соц.-политич. и моральные принципы буржуазии эпохи первонач. на­копления. П. сыграли заметную роль в подготовке и проведе­нии Английской буржуазной ре­волюции 17 в.

ПУСТЫНЬ   -   в православии уединенное,   монаш.   поселение. Позже так назывались и много­людные монастыри.

ПУТИНЦЕВ Федор Максимович (1899-1947) - сов. исследователь проблем эволюц. религ. сектант­ства в период строительства социалистич. об-ва. П. разработал посо­бие „Вопросник и указания по собранию сведений о сектах , на основе к-рого были проведены конкр.-социологич. исследования, давшие более или менее целост­ную картину сектантской религи­озности в кон. 20 - нач. 30-х гг.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) - рус. поэт и писа­тель, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель рус. лит. языка. Уже в ранних стихах ярко выра­зилось отрицат., насмешливое от­ношение П. к религии, церкви, ее служителям. Поэма „Гавриилиада (1821) стала одним из шедев­ров мир. антирелиг. сатиры. На­родной насмешкой над духовен­ством пронизана „Сказка о попе и работнике его Балде (1830). Творчество П. утверждает идеалы добра, справедливости, свободы, в т. ч. и от религ. уз, от „мглы предрассуждений , от „ложной мудрости , как называл П. рели­гию.

ПЯТИДЕСЯТНИКИ - протест, те­чение, возникшее в начале 20 в. в США, основой вероучения к-рого является миф о „сошествии св. духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, вслед­ствие чего они получили „дар пророчествования - „говорения на иноязыках . *В вероучении пятиде-сятничества большое место зани­мает проповедь близости второго пришествия, конца света и тыся­челетнего правления Христа. П. соблюдают обряды крещения, хлебопреломления, большое значение придают мистич. общению с богом. При этом особая роль отводится „св. духу : считается, что угодный богу человек может стать орудием „сошедшего на него духа . Такое „сошествие происходит в услови­ях крайней религ. экзальтации, до­ходящей до умопомрачения на мо­литв, собраниях, и проявляется в глоссолалиях. Для П. характерна мистич. обстановка молений, вера в „явления и „видения , культ пророков и пророчиц. Последст­виями молитв, собраний и обря­дов являются психич. изнурение, проявления религ. изуверства. Деятельность нек-рых групп П. но­сит антиобществ, характер. У нас в стране различаются несколько течений пятидесятничества, назван­ных в основном именами их осно­вателей (воронаевцы, смородинцы, мурашковцы и др.). В 1945 часть П. объединилась с еванг. христианами-баптистами.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА - см. Троица.

ПЯТИКНИЖИЕ  МОИСЕЕВО христ. и иуд. наименование пер­вых 5 книг Ветхого завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Библ. критикой установлено, что совр. текст П. М. комплекто­вался на протяжении 500 лет од­новременно с текстом 6-й книги Ветхого завета - Иисуса Навина, в связи с чем библ. критика и опе­рирует теперь названием Шестикнижия. В 10-9 вв. до н. э. в Иу­дее был создан документ, извест­ный теперь в науч. лит-ре под наз­ванием Яхвиста. Его отличит, при­знаком в тексте Шестикнижия является то, что бог обозначается в нем именем Яхве и в нем выра­жены идеологич. и политич. инте­ресы юж. евр. гос-ва — Иудеи. Практически одновременно, а мо­жет быть, несколькими десятиле­тиями позже в сев. царстве Из­раиль появился документ, извест­ный под названием Элохиста, -его автор говорит о боге во множ. числе, а сам документ отражает интересы и идеологию царства Израиль. В 621 до н. э. возник 3-й документ, вошедший впоследст­вии в П. М., — Второзаконие. В пе­риод вавилон. плена или сразу после него иуд. жрецы составили т. н. Жреч. кодекс. В библеист. лит-ре эти 4 документа обознача­ются соответственно лат. символа­ми J (Jahwist), E (Elohist), D (Deuteronomium) и Р (Priesterkodex). Около 444 до н. э. Ездра обнаро­довал скомпонованные им вмес­те указанные источники в виде П. М.

ПЯТНИЦА - день недели, к-рый христ. предание связывает с „кре­стными страданиями Христа . Церковь объявила все П. днями постов, за исключением случаев, когда они совпадают с праздно­ванием рождества Христова и кре­щения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ЮБИ - ЮРО

ЮБИЛЕЙНЫЕ  (СВЯТЫЕ) ГОДЫ - первоначально - официаль­но установленные папой Бонифа­цием VIIIв 1300 столетние юби­леи церкви. Однако уже в 1343 интервал между Ю. г. был сокра­щен до 50 лет, а в 13...

Авторизация



Движение атеизма:

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Открытое письмо Атеистического общества Москвы

News image

президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру М. М...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...