Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ПРЫ - ПЯТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПРЫГУНЫ (духовные христиане-прыгуны, максимисты) одно из экстатич. и эсхатологии, направле­ний в молоканстве (см. Молока­не) . Возникновение секты, относя­щееся к 40-м гг. 19 в., связано с именем Максима Рудометкина, крестьянина из Тамбовской губ., гл. идеолога прыгунства (отсюда название „максимисты ). М. Ру-домсткин проповедовал близкое наступление „тысячелетнего царст­ва , изображал в своих соч. яркие картины „царства божия „Но­вого Иерусалима , ожидающего ве­рующих. Молитв, собрания П. от­личались особой экзальтацией, но­сили форму радений: верующие неистово прыгали, добиваясь „схождения св. духа . Особое распространение прыгунство полу­чило в Закавказье. По мере того как у П. усиливалось влияние бурж. элементов, мистико-экстатич. сторона их культа отсту­пала на задний план. Борьба ря­довых П. со своими руководи­телями, столкновения с влагтя-ми привели к росту эмиграцион­ных настроений. В 1901-1911 свы­ше 3500 П. выехало в Калифор­нию. В наст. вр. небольшие груп­пы П. на территории СССР име­ются в Азербайджане и Армении.

ПСАЛМЫ (греч. psalmoi) - песно­пения, составляющие Псалтирь; произведения иуд. религ. лирики (не ранее 6 в. до н. э.), вошедшие в  христ.  культ. Жанровые разновидности: хвала богу, мольба, жалобы и проклятия. В мир. поэ­зии известны многочисл. перело­жения П.

ПСАЛОМЩИК, дьячок, пономарь, чтец, причетник - низш. служи­тель в правосл. церкви, т. н. цер­ковнослужитель, в обязанности к-рого входит чтение и пенис на клиросе и церк. делопроизводство.

ПСАЛТИРЬ, псалтырь (греч. psalterion - книга псалмов) - в.-з. книга, содержащая 150 молитв, песнопений. Традицией П. припи­сывалась царю Давиду, но в тек­сте П. есть указания на то, что ему принадлежит только 71 псалом (71:20). Библейской критикой установлено, что к царскому пе­риоду относятся не больше 9 псал­мов. Новые псалмы включались в П. вплоть до канонизации Вет­хого завета. В Септуагинте поми­мо псалмов, содержащихся в свр. тексте, имеется 1 дополнительный, чем объясняется несогласован­ность в нумерации псалмов в изда­ниях Библии, переводившихся с др.-евр. текста и с Септуагинты. Нек-рые псалмы включены в ри­туал христ. и иуд. богослуже­ния.

ПСИХЕЯ - в др.-греч. мифоло­гии олицетворение человеч. души, изображалась в виде молодой де­вушки с крыльями бабочки.

ПСИХОАНАЛИЗ - см. Фрейдизм.

ПСИХОЛОГИЯ ВЕРУЮЩИХ - осо­бенности психики религ. людей, вытекающие из их веры в сверхъ­естественное. В отличие от идеалистич. и теологич. концепций, пы­тающихся в психике людей обна­ружить некую „божеств. или ре­лиг. сущность („религ. чувство у Р. Отто, „коллективное бессоз­нательное у К. Г. Юнга и т. п.), марксизм исходит из того, что за­коны функционирования человеч. психики едины для верующих и неверующих. П. в. отличается от психологии неверующих только тем, что мн. психич. процессы религ. людей (познавательные, эмоциональные, волевые) приобретают специфич. направленность на иллюзорные объекты религ. веры (бога, духа и т. п.). Т. обр., особенности П. в. носят не физиологич. и не общепсихологич., а соц.-психологич. характер, они определяются усвоением индиви­дом религ. верований и представ­лений из окружающей его соц. среды. В зависимости от глубины и интенсивности религ. веры она может оказывать большее или меньшее воздействие не только на сознание, но и на поведение инди­вида. Возможны случаи (хотя и редкие), когда религ. вера поч­ти полностью определяет не толь­ко содержание взглядов индивида, но и его практич. поведение в об-ве. В социалистич. об-ве пре­обладает тип верующего, у к-ро­го религ. ориентация занимает второстепенное место и слабо мо­тивирует его поведение.

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - од­на из отраслей знания о религии. Она изучает психологич. законо­мерности возникновения, разви­тия, функционирования и отмира­ния религ. явлений в обществен­ной, групповой и индивидуальной психологии; содержание, структу­ру, направленность этих явлении, их место и роль в религ. комплек­се и влияние на внерелиг. сферы жизнедеятельности  об-ва, групп, личностей. Исходные методологич. принципы последовательно науч. П. р. сформулированы    К. Марк­сом  и Ф. Энгельсом и развиты В. И. Лениным.  Осн. содержание П. р. составляет соц.-психологич. объяснение религ. явлений. П. р. пользуется диалектико-материали-стич. методом, а также метода­ми общепсихологич. и соц.-психо­логич. исследований. Психологич. теорию религии образуют: 1) уче­ние о психологич. корнях религии; 2) положения, раскрывающие спе­цифику религ. психологич. явле­ний в разных обществ, системах, у разных классов, этнич., профес­сиональных,  демографич. групп, у представителей различных пси­хологич. типов личностей; 3) пси­хология религ. групп и личностей; 4) методика конкр. психологич. исследований религиозности и ате - истичности. Бурж. П. р. сформиро­валась в кон. 19 - нач. 20 в. бла­годаря трудам В. Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джемса, Е. Д. Старбека, Дж. Л. Леуба и др. В ней име­ются светское и конфес. направ­ления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой свет­ской П. р. служит идеализм: по­зитивизм, прагматизм, феномено­логия и др. Конфес. (христ.) П. р. основывается на теологии - католической, протестантской, православной и нередко использу­ет в апологетич. целях идеалистич. философию. Для объяснения религ. явлений привлекаются разл. психологич. теории - бихевио­ризм, гештальт-психология, тео­рия поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм) и др. Конфес. П. р. имеет практич. задачу найти эффективные средства воспитания и укрепления религиозности. В рамках конфес. П. р. выделена пастыр. психология, к-рая призва­на научить служителей культа использовать данные психологии в их деятельности.

ПТА - в др.-егип. мифологии — первонач. бог-творец и бог мерт­вых в Мемфисе, позднее (в эпо­ху Ср. и Нового царств) занял место во весегип. пантеоне как демиург всего сущего. Изобра­жался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду. П. приписывали способность отк­рывать уста умерших для возвра­щения им жизни.

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (ок. 90-ок. 168) - греч. астроном, автор геоцентрич. системы мира. Систе­ма П., ставящая Землю в центр конечной Вселенной, соответство­вала христ. миропониманию и на протяжении средних веков исполь­зовалась и поддерживалась цер­ковью. Она была опровергнута гелиоцентрич. системой Коперника.

ПУРИМ (от др.-евр. пур - жре­бий) - иуд. праздник в честь избавления др. евреев от козней злого Амана во времена перс, царя Артаксеркса (4 в. до н. э.), о к-ром рассказывается в библ. кн. „Есфирь .

ПУРИТАНЕ (от лаг. purus - чи­стый) - англ. кальвинисты, сто­ронники решит, осуществления идей Реформации в Англии 16— 17 вв. и преобразования англикан. церкви в духе последоват. протестантизма. П. требовали уп­разднения церк. иерархии и вве­дения священства всех верующих, отделения церкви от государства, се удешевления, упрощения обряд­ности. В этих требованиях в ре-лиг. форме нашли отражение соц.-политич. и моральные принципы буржуазии эпохи первонач. на­копления. П. сыграли заметную роль в подготовке и проведе­нии Английской буржуазной ре­волюции 17 в.

ПУСТЫНЬ   -   в православии уединенное,   монаш.   поселение. Позже так назывались и много­людные монастыри.

ПУТИНЦЕВ Федор Максимович (1899-1947) - сов. исследователь проблем эволюц. религ. сектант­ства в период строительства социалистич. об-ва. П. разработал посо­бие „Вопросник и указания по собранию сведений о сектах , на основе к-рого были проведены конкр.-социологич. исследования, давшие более или менее целост­ную картину сектантской религи­озности в кон. 20 - нач. 30-х гг.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) - рус. поэт и писа­тель, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель рус. лит. языка. Уже в ранних стихах ярко выра­зилось отрицат., насмешливое от­ношение П. к религии, церкви, ее служителям. Поэма „Гавриилиада (1821) стала одним из шедев­ров мир. антирелиг. сатиры. На­родной насмешкой над духовен­ством пронизана „Сказка о попе и работнике его Балде (1830). Творчество П. утверждает идеалы добра, справедливости, свободы, в т. ч. и от религ. уз, от „мглы предрассуждений , от „ложной мудрости , как называл П. рели­гию.

ПЯТИДЕСЯТНИКИ - протест, те­чение, возникшее в начале 20 в. в США, основой вероучения к-рого является миф о „сошествии св. духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, вслед­ствие чего они получили „дар пророчествования - „говорения на иноязыках . *В вероучении пятиде-сятничества большое место зани­мает проповедь близости второго пришествия, конца света и тыся­челетнего правления Христа. П. соблюдают обряды крещения, хлебопреломления, большое значение придают мистич. общению с богом. При этом особая роль отводится „св. духу : считается, что угодный богу человек может стать орудием „сошедшего на него духа . Такое „сошествие происходит в услови­ях крайней религ. экзальтации, до­ходящей до умопомрачения на мо­литв, собраниях, и проявляется в глоссолалиях. Для П. характерна мистич. обстановка молений, вера в „явления и „видения , культ пророков и пророчиц. Последст­виями молитв, собраний и обря­дов являются психич. изнурение, проявления религ. изуверства. Деятельность нек-рых групп П. но­сит антиобществ, характер. У нас в стране различаются несколько течений пятидесятничества, назван­ных в основном именами их осно­вателей (воронаевцы, смородинцы, мурашковцы и др.). В 1945 часть П. объединилась с еванг. христианами-баптистами.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА - см. Троица.

ПЯТИКНИЖИЕ  МОИСЕЕВО христ. и иуд. наименование пер­вых 5 книг Ветхого завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Библ. критикой установлено, что совр. текст П. М. комплекто­вался на протяжении 500 лет од­новременно с текстом 6-й книги Ветхого завета - Иисуса Навина, в связи с чем библ. критика и опе­рирует теперь названием Шестикнижия. В 10-9 вв. до н. э. в Иу­дее был создан документ, извест­ный теперь в науч. лит-ре под наз­ванием Яхвиста. Его отличит, при­знаком в тексте Шестикнижия является то, что бог обозначается в нем именем Яхве и в нем выра­жены идеологич. и политич. инте­ресы юж. евр. гос-ва — Иудеи. Практически одновременно, а мо­жет быть, несколькими десятиле­тиями позже в сев. царстве Из­раиль появился документ, извест­ный под названием Элохиста, -его автор говорит о боге во множ. числе, а сам документ отражает интересы и идеологию царства Израиль. В 621 до н. э. возник 3-й документ, вошедший впоследст­вии в П. М., — Второзаконие. В пе­риод вавилон. плена или сразу после него иуд. жрецы составили т. н. Жреч. кодекс. В библеист. лит-ре эти 4 документа обознача­ются соответственно лат. символа­ми J (Jahwist), E (Elohist), D (Deuteronomium) и Р (Priesterkodex). Около 444 до н. э. Ездра обнаро­довал скомпонованные им вмес­те указанные источники в виде П. М.

ПЯТНИЦА - день недели, к-рый христ. предание связывает с „кре­стными страданиями Христа . Церковь объявила все П. днями постов, за исключением случаев, когда они совпадают с праздно­ванием рождества Христова и кре­щения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Словарь Атеиста:

ЦАГ - ЦИС

ЦАГАН-САРА-ХУРАЛ (монг., букв. — „молебствие белому меся­цу ) , цагалган - один из наиболее соблюдаемых до наст. вр. пр...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...