ПРЫ - ПЯТ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ПРЫГУНЫ (духовные христиане-прыгуны, максимисты) одно из экстатич. и эсхатологии, направлений в молоканстве (см. Молокане) . Возникновение секты, относящееся к 40-м гг. 19 в., связано с именем Максима Рудометкина, крестьянина из Тамбовской губ., гл. идеолога прыгунства (отсюда название „максимисты ). М. Ру-домсткин проповедовал близкое наступление „тысячелетнего царства , изображал в своих соч. яркие картины „царства божия „Нового Иерусалима , ожидающего верующих. Молитв, собрания П. отличались особой экзальтацией, носили форму радений: верующие неистово прыгали, добиваясь „схождения св. духа . Особое распространение прыгунство получило в Закавказье. По мере того как у П. усиливалось влияние бурж. элементов, мистико-экстатич. сторона их культа отступала на задний план. Борьба рядовых П. со своими руководителями, столкновения с влагтя-ми привели к росту эмиграционных настроений. В 1901-1911 свыше 3500 П. выехало в Калифорнию. В наст. вр. небольшие группы П. на территории СССР имеются в Азербайджане и Армении.
ПСАЛМЫ (греч. psalmoi) - песнопения, составляющие Псалтирь; произведения иуд. религ. лирики (не ранее 6 в. до н. э.), вошедшие в христ. культ. Жанровые разновидности: хвала богу, мольба, жалобы и проклятия. В мир. поэзии известны многочисл. переложения П.
ПСАЛОМЩИК, дьячок, пономарь, чтец, причетник - низш. служитель в правосл. церкви, т. н. церковнослужитель, в обязанности к-рого входит чтение и пенис на клиросе и церк. делопроизводство.
ПСАЛТИРЬ, псалтырь (греч. psalterion - книга псалмов) - в.-з. книга, содержащая 150 молитв, песнопений. Традицией П. приписывалась царю Давиду, но в тексте П. есть указания на то, что ему принадлежит только 71 псалом (71:20). Библейской критикой установлено, что к царскому периоду относятся не больше 9 псалмов. Новые псалмы включались в П. вплоть до канонизации Ветхого завета. В Септуагинте помимо псалмов, содержащихся в свр. тексте, имеется 1 дополнительный, чем объясняется несогласованность в нумерации псалмов в изданиях Библии, переводившихся с др.-евр. текста и с Септуагинты. Нек-рые псалмы включены в ритуал христ. и иуд. богослужения.
ПСИХЕЯ - в др.-греч. мифологии олицетворение человеч. души, изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки.
ПСИХОАНАЛИЗ - см. Фрейдизм.
ПСИХОЛОГИЯ ВЕРУЮЩИХ - особенности психики религ. людей, вытекающие из их веры в сверхъестественное. В отличие от идеалистич. и теологич. концепций, пытающихся в психике людей обнаружить некую „божеств. или религ. сущность („религ. чувство у Р. Отто, „коллективное бессознательное у К. Г. Юнга и т. п.), марксизм исходит из того, что законы функционирования человеч. психики едины для верующих и неверующих. П. в. отличается от психологии неверующих только тем, что мн. психич. процессы религ. людей (познавательные, эмоциональные, волевые) приобретают специфич. направленность на иллюзорные объекты религ. веры (бога, духа и т. п.). Т. обр., особенности П. в. носят не физиологич. и не общепсихологич., а соц.-психологич. характер, они определяются усвоением индивидом религ. верований и представлений из окружающей его соц. среды. В зависимости от глубины и интенсивности религ. веры она может оказывать большее или меньшее воздействие не только на сознание, но и на поведение индивида. Возможны случаи (хотя и редкие), когда религ. вера почти полностью определяет не только содержание взглядов индивида, но и его практич. поведение в об-ве. В социалистич. об-ве преобладает тип верующего, у к-рого религ. ориентация занимает второстепенное место и слабо мотивирует его поведение.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - одна из отраслей знания о религии. Она изучает психологич. закономерности возникновения, развития, функционирования и отмирания религ. явлений в общественной, групповой и индивидуальной психологии; содержание, структуру, направленность этих явлении, их место и роль в религ. комплексе и влияние на внерелиг. сферы жизнедеятельности об-ва, групп, личностей. Исходные методологич. принципы последовательно науч. П. р. сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом и развиты В. И. Лениным. Осн. содержание П. р. составляет соц.-психологич. объяснение религ. явлений. П. р. пользуется диалектико-материали-стич. методом, а также методами общепсихологич. и соц.-психологич. исследований. Психологич. теорию религии образуют: 1) учение о психологич. корнях религии; 2) положения, раскрывающие специфику религ. психологич. явлений в разных обществ, системах, у разных классов, этнич., профессиональных, демографич. групп, у представителей различных психологич. типов личностей; 3) психология религ. групп и личностей; 4) методика конкр. психологич. исследований религиозности и ате - истичности. Бурж. П. р. сформировалась в кон. 19 - нач. 20 в. благодаря трудам В. Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джемса, Е. Д. Старбека, Дж. Л. Леуба и др. В ней имеются светское и конфес. направления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой светской П. р. служит идеализм: позитивизм, прагматизм, феноменология и др. Конфес. (христ.) П. р. основывается на теологии - католической, протестантской, православной и нередко использует в апологетич. целях идеалистич. философию. Для объяснения религ. явлений привлекаются разл. психологич. теории - бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм) и др. Конфес. П. р. имеет практич. задачу найти эффективные средства воспитания и укрепления религиозности. В рамках конфес. П. р. выделена пастыр. психология, к-рая призвана научить служителей культа использовать данные психологии в их деятельности.
ПТА - в др.-егип. мифологии — первонач. бог-творец и бог мертвых в Мемфисе, позднее (в эпоху Ср. и Нового царств) занял место во весегип. пантеоне как демиург всего сущего. Изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду. П. приписывали способность открывать уста умерших для возвращения им жизни.
ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (ок. 90-ок. 168) - греч. астроном, автор геоцентрич. системы мира. Система П., ставящая Землю в центр конечной Вселенной, соответствовала христ. миропониманию и на протяжении средних веков использовалась и поддерживалась церковью. Она была опровергнута гелиоцентрич. системой Коперника.
ПУРИМ (от др.-евр. пур - жребий) - иуд. праздник в честь избавления др. евреев от козней злого Амана во времена перс, царя Артаксеркса (4 в. до н. э.), о к-ром рассказывается в библ. кн. „Есфирь .
ПУРИТАНЕ (от лаг. purus - чистый) - англ. кальвинисты, сторонники решит, осуществления идей Реформации в Англии 16— 17 вв. и преобразования англикан. церкви в духе последоват. протестантизма. П. требовали упразднения церк. иерархии и введения священства всех верующих, отделения церкви от государства, се удешевления, упрощения обрядности. В этих требованиях в ре-лиг. форме нашли отражение соц.-политич. и моральные принципы буржуазии эпохи первонач. накопления. П. сыграли заметную роль в подготовке и проведении Английской буржуазной революции 17 в.
ПУСТЫНЬ - в православии уединенное, монаш. поселение. Позже так назывались и многолюдные монастыри.
ПУТИНЦЕВ Федор Максимович (1899-1947) - сов. исследователь проблем эволюц. религ. сектантства в период строительства социалистич. об-ва. П. разработал пособие „Вопросник и указания по собранию сведений о сектах , на основе к-рого были проведены конкр.-социологич. исследования, давшие более или менее целостную картину сектантской религиозности в кон. 20 - нач. 30-х гг.
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) - рус. поэт и писатель, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель рус. лит. языка. Уже в ранних стихах ярко выразилось отрицат., насмешливое отношение П. к религии, церкви, ее служителям. Поэма „Гавриилиада (1821) стала одним из шедевров мир. антирелиг. сатиры. Народной насмешкой над духовенством пронизана „Сказка о попе и работнике его Балде (1830). Творчество П. утверждает идеалы добра, справедливости, свободы, в т. ч. и от религ. уз, от „мглы предрассуждений , от „ложной мудрости , как называл П. религию.
ПЯТИДЕСЯТНИКИ - протест, течение, возникшее в начале 20 в. в США, основой вероучения к-рого является миф о „сошествии св. духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они получили „дар пророчествования - „говорения на иноязыках . *В вероучении пятиде-сятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. П. соблюдают обряды крещения, хлебопреломления, большое значение придают мистич. общению с богом. При этом особая роль отводится „св. духу : считается, что угодный богу человек может стать орудием „сошедшего на него духа . Такое „сошествие происходит в условиях крайней религ. экзальтации, доходящей до умопомрачения на молитв, собраниях, и проявляется в глоссолалиях. Для П. характерна мистич. обстановка молений, вера в „явления и „видения , культ пророков и пророчиц. Последствиями молитв, собраний и обрядов являются психич. изнурение, проявления религ. изуверства. Деятельность нек-рых групп П. носит антиобществ, характер. У нас в стране различаются несколько течений пятидесятничества, названных в основном именами их основателей (воронаевцы, смородинцы, мурашковцы и др.). В 1945 часть П. объединилась с еванг. христианами-баптистами.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - см. Троица.
ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО христ. и иуд. наименование первых 5 книг Ветхого завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Библ. критикой установлено, что совр. текст П. М. комплектовался на протяжении 500 лет одновременно с текстом 6-й книги Ветхого завета - Иисуса Навина, в связи с чем библ. критика и оперирует теперь названием Шестикнижия. В 10-9 вв. до н. э. в Иудее был создан документ, известный теперь в науч. лит-ре под названием Яхвиста. Его отличит, признаком в тексте Шестикнижия является то, что бог обозначается в нем именем Яхве и в нем выражены идеологич. и политич. интересы юж. евр. гос-ва — Иудеи. Практически одновременно, а может быть, несколькими десятилетиями позже в сев. царстве Израиль появился документ, известный под названием Элохиста, -его автор говорит о боге во множ. числе, а сам документ отражает интересы и идеологию царства Израиль. В 621 до н. э. возник 3-й документ, вошедший впоследствии в П. М., — Второзаконие. В период вавилон. плена или сразу после него иуд. жрецы составили т. н. Жреч. кодекс. В библеист. лит-ре эти 4 документа обозначаются соответственно лат. символами J (Jahwist), E (Elohist), D (Deuteronomium) и Р (Priesterkodex). Около 444 до н. э. Ездра обнародовал скомпонованные им вместе указанные источники в виде П. М.
ПЯТНИЦА - день недели, к-рый христ. предание связывает с „крестными страданиями Христа . Церковь объявила все П. днями постов, за исключением случаев, когда они совпадают с празднованием рождества Христова и крещения.
Читайте: |
---|