Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



СПА - СЮН

Понятия и определения - Атеистический словарь

СПАСЕНИЕ — по религ. представлениям, высш. блаженсгво, к-рое даруется человеку богом при вы­полнении ряда условий и требова­ний, предъявляемых от его имени. В различных религиях выдвигаются разные пути к С. Христианство, напр., исходит из того, что человек якобы греховен от рождения, и поэтому учит, что путь к С. лежит через преодоление гpexa „обнов­лением и воссозданием личности, примирение ее с богом. Среди условий достижения С. в христиан­стве — непременное соблюдение библ. заповедей, покаяние, испол­нение предписываемых церковью обрядов и др. В католицизме и православии С. объявляется воз­можным только с помощью церк­ви. В протестантизме, где посред­ническая роль церкви отвергается, выдвигается тезис об „оправдании верой . В буддизме выдвигается „благородный восьмиричный путь С., следуя к-рому можно достичь высш. степени блаженства — нир­ваны, а после смерти — прекраще­ния перерождений (сансары). В исламе человек, стремящийся к С, обязан неуклонно выполнять це­лый ряд различных предписаний, включающих обязат. молитвы, со­блюдение поста, паломничество к святыням и т. д. За праведную жизнь верующим обещается веч­ная безмятежная жизнь в раю. Религ. учение о С. на протяжении мн. столетий мешало трудящимся постичь истин, причины их тяже­лой, бесправной жизни в об-ве, увидеть реальные пути к освобож­дению от всех видов духовного и физич. гнета, к земному счастью. Оно в извращенной форме пред­ставляет сложившиеся в клас. антагонистич. об-вe отношения лю­дей, засоряят сознание масс несбы­точными иллюзиями, ложными представлениями.

СПАСОВСКИЙ ТОЛК, нетовщина — течениев беспоповщине (старообрядчество), возникшее в кон. 17 в. в керженских лесах. С. т. был распространен в Нижегор., Яросл и Костром. губ. Соц. базу его составляло крестьянство. Ис­ходя из общей установки беспо­повских соборов о наступлении на земле ,.царства антихриста , к-рый якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действи­ями, лишенными „благодати божь­ей , невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отри­цание правосл. духовенства, та­инств, благодати, храмов, вечерки и гф. приверженцев этого толка поповцы называли нетовцами. В процессе эволюции С. т. распал­ся на ряд согласий, среди к-рых оыли умеренные, почти смыкав­шиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились глухая не-товщина, в к-рой считалось воз­можным совершать обряд креще­ния и бракосочетания в правосл. церкви, новоспасовщина (поющая нетовщина), разрешавшая своим наставникам совершать богослу­жения, крещение, венчание. Крайним ответвлением С. т. являлись некрещеная (или строгая) нетовщина, отрицавшая к.-л. обряды, и дырники, молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в вост. стене избы. Самокрещенцы, крес­тившие себя сами, и бабушкино согласие занимали промежуточное положение. В наст. вр. число пос­ледователей С. т. незначительно.

СПАСЫ — сложившееся в право­славии общее название 3 праздни­ков, к-рые связываются со „спа­сителем - Иисусом Христом. Пер­вый, или медовый, С. отмечается 1 (14) августа и носит офиц. назва­ние „происхождение (изнесение) честных древ животворящего кре­ста господня . В его основу лег бытовавший в Константинополе обычай носить крест по улицам для „отвращения болезней . В рус. православии празднику придается особое значение, т. к., по преда­нию, именно в этот день в 988 крестился князь Владимир. Вто­рым, или яблочным, С. именуют праздник преображения, а третьим, или С. на полотне, — праздник „перенесения из Едессы в Константинополь нерукотворного образа господа Мисуса Христа . Речь идет о „чудотворной иконе, представ­ляющей собой полотенце, на к-ром якобы оставил свой лик Иисус. Как и др. праздники православия, С. использовались для расширения религ. пропаганды, эмоц.-психологич. воздействия на верующих.

СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) - англ. философ-позитивист и эво­люционист. В теории познания - сторонник агностицизма. Считал, что наука, религия и „положит. философия сходятся в признании непостижимой „причины позна­ваемых явлений, поскольку рели­гия и есть „сознание непостижи­мой силы, называемой вездесу­щею, по нашей неспособности определить ее границы . Однако, поскольку механистич. эволюцио­низм С. допускал материалистич. истолкование, его концепция резко критиковалась религ. фило­софами и теологами.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерланд. фило­соф-материалист. Согласно учению С, природа, отождествляемая с богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, обладающая протяжением и мышлением; она есть причина самой себя и не нуж­дается в сотворении. В природе, по С. все причинно обусловлено; человек, как часть природы, также включен в цепь мир. детермина­ции, исключающей случайность и свободу воли. Материализм С. выступал в пантеистич. форме, имел атеистич. характер. В своих соч. „Богословско-политический трактат (1670), „Этика (1677) С. отвергал идею личного бога монотеистич. религий, догмат о бессмертии индивид. души, по­нятие чуда; заложил основы науч. критики Библии. Все существующие религии объявлял суеверием, основанным на невежестве и предрассудках и состоящим из „фан­тазий и бреда подавленной и роб­кой души . За свои атеистич. убеждения С. был подвергнут “великому отлучению руководи­телями религ. евр. общины Амстердама.

СПИРИТИЗМ (от лат. spiritus - дух) - вера в посмертное сущест­вование душ умерших и возмож­ность непосредств. контакта с ни­ми людей - „медиумов . Спиритич. представления восходят к древнейшим верованиям (см. Анимизм, Шаманство и др.). В 19 в. в США возникло массовое мистич. течение, известное под названием С, к-рое затем широко распрост­ранилось в Европе, основало свои об-ва и ассоциации, а также печат­ные органы, наводнившие рынок спец. лит-рой. Получила распро­странение практика спиритич. сеансов — столоверчение, гадание на блюдцах, вызывание духов умерших и т. д. Идеи С. вызвали резкую критику со стороны пере­довых представителей естествозна­ния и философов-материалистов. Ф. Энгельс в статье „Естествозна­ние в мире духов охарактеризо­вал С. как „самое дикое из всех суеверий .

СПИРИТУАЛИЗМ (от лат. spiritualis - духовный) - термин, упот­ребляемый для обозначения объективно-идеалистич. концепций, рассматривающих дух в качестве первоосновы мира, субстанции, независимой от материи. В совр. иррационалистич. течениях в поня­тии „С , подчеркивается целост­ность духовного начала, к-ое не сводимо ни к разуму, ни к нравств. чувству и т. д. Спиритуа­листическими являются все без исключения религ. верования.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ  -  принцип, включающий в себя представления о должном порядке взаимоотно­шений между людьми, о соответ­ствии прав и обязанностей лично­сти, о воздаянии каждому по за­слугам. Тесно связан с понятием равенства. Религ. учения, как пра­вило,   сводят  равенство  людей к равенству перед богом и возла­гают осуществление полной С. на действие сверхъестеств. сил. Пере­несение на небеса торжества С. рождено чувством бессилия людей перед соц. гнетом. Идея божесгв. провидения удовлетворяла чувст­во С, попранного в антагонистич. об-ве, и тем самым препятствова­ла установлению реальной С. сами­ми людьми. Еванг. заповедь „не судите   и  не   судимы  будете , по  существу,  запрещает карать преступления,  внушая  иллюзор­ную уверенность в том, что С. вос­торжествует не усилиями челове­ка, а по божеств, предначертанию. В христ. понятие С. входит также идея о том, что грех, преступление искупаются страданием и покая­нием. Науч. атеизм, основываясь на материалистам, понимании исто­рии, утверждает, что С. устанавли­вается людьми и имеет конкр.-историч., соц.-клас. смысл и содер­жание. Юридич. понятие С, как соответствие духу и букве закона, приходит в бурж. об-ве в противо­речие с чувством подлинной С, требующей уничтожения тех отно­шений собственности, к-рые обес­печивают   привилегии   имущих слоев. В условиях социализма С. основывается на принципах рас­пределения благ по труду, равенст­ве соц. прав трудящихся. Высш. С. достигается в коммунистич. об-ве, обеспечивающем каждому челове­ку удовлетворение его потребно­стей и реальную возможность всестороннего развития и само­осуществления личности.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод науч. ис­следования, позволяющий позна­вать различные историч. ступени одного и того же явления или двух разных явлений, существую­щих одновременно, но находящих­ся на разных этапах развития, а также реконструировать, прог­нозировать тенденции развития и его ход. Со вт. пол. 19 в. получил распространение в гуманитарных и естеств. науках, в т. ч. в теоре-тич. религиоведении, истории ре­лигии.

СРЕТЕНИЕ - один из т. н. двуна­десятых праздников правосл. цер­кви. Отмечается 2 (15) февраля. В его основу легла описанная в Евангелии от Луки встреча некоего старца Симеона с младенцем Иису­сом, к-рого родители, согласно обычаю, принесли в Иерусалим, храм. Симеон якобы предсказал, что беспомощный младенец вый­дет „на служение спасения людей . Праздник С, введенный христ. церковью для вытеснения отме­чавшегося на территории Римск. империи праздника очищения и покаяния, прививался с трудом. Повсеместно „в христ. мире он начал праздноваться лишь в 6 в. При этом в его ритуал были введены глубоко укоренившиеся в народном быту очистит, обряды, не имевшие прямого отношения к его содержанию. На Руси С. связывалось в народном сознании прежде всего с хозяйств, момен­тами. Оно знаменовало конец зи­мы и начало весны, подготовку к весенним полевым работам. Именно этим и определялось в пер­вую очередь отношение к нему большинства верующих.

СТАРОДУБЬЕ - местность на Черниговщине, где в кон. 70-х гг. 17 в. московскими старообрядцами было создано беглопоповское по­селение. В кон. 18 в. в С. насчитывалось 4 монастыря, 17 церквей, 16 часовен. В сер. 19 в. усилиями правосл. церкви при поддержке правительства в С. широко рас­пространяется единоверческое (см. Единоверие) направление старообрядчества.

СТАРОКАТОЛИКИ - привержен­цы течения, отколовшегося после I Ватикан, собора (1869-1870) от римско-католич. церкви. В 1871 проф. Мюнхенского ун-та теолог И. Деллингер и др. противники ре­шений собора, провозгласившего догмат о непогрешимости папы, были отлучены от церкви. Созван­ный ими в том же году конгресс вынес решение об образовании самостоят, церк. общины, к-рая получила название „старокатоли­ческой . С. отрицают догмат о не­погрешимости папы римск., не признают его верховной власти, отвергают добавление к символу веры - филиокве и догмат о непо­рочном зачатии девы Марии. С. от­казались от обязат. целибата духовенства. В наст. вр. старокатолич. церковь имеет небольшое количе­ство последователей и существует в ФРГ, Швейцарии, Голландии, Франции, США и др. странах. В 1889 со С. объединилась Утрехт­ская церковь.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - совокуп­ность релит, течений, возникших в результате раскола в рус. право­славии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные пат­риархом Никоном во вт. пол. 17 в. Суть этих реформ сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введе­ние трехперстного крестного зна­мения вместо двухперстного, за­мена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения (хожде­ние против солнца - „посолонь ), трехкратное повторение слова „аллилуйя в пении („трегубая аллилуйя ), а также исправление церк. книг, изменение формы креста (допущение шестиконечно­го креста наряду с восьмиконеч­ным) и др. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения   протеста.   Действит. причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью патриарха, а это наносило удар по соборно­сти, по автономии церкви, устанав­ливало в ней единовластие и подчи­няло ее монархии, гос-ву. С. яви­лось идеологич. выражением обострения клас. противоречий. В конфликте по поводу церк. реформ столкнулись 3 осн. силы: дворянская монархия, стремив­шаяся подчинить церковь гос-ву, бояре и феод, духовенство, пре­следовавшие цель сохранения ус­тоев феод, раздробленности и своих сословных привилегий, и возглавляемое Никоном духовенство, стремившееся к централиза­ции церкви и установлению вер­ховенства церк. власти над свет­ской. Соц. неоднородность сил, поддерживавших раскол, начиная от родовых бояр, богатых купцов и кончая, крестьянством, город­ской беднотой, обусловила нали­чие в С. большого числа груп­пировок. По классификации Бонч-Бруевича, С. делится на 2 осн. направления - поповщину и бес­поповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий. Мно­гие из старообрядч. согласий еще до революции распались и слились с другими.

СТАРЧЕСТВО - монаш. институт, основанный на руководстве старца (монаха, достигшего высокой сте­пени религ. подвижничества) аскетич. практикой послушника. С. возникло в нач. 4 в. в среде христ. монашества в Египте. Старец и послушник составляли „клеточку монашества, скрепленную религ.-идеологич. и личными отношения­ми. Старческое руководство („окормление ) предполагало принцип добровольного послуша­ния, подчинения воле старца, „от­сечения собственной воли . По­слушнику предписывалось не рас­суждать, не прекословить старцу, открывать ему свои мысли. Обита­тели монастыря и верующие окру­ги почитали старцев „духовными отцами („аввами ). С. обеспечи­вало воспроизводство монаш. умонастроения,  религ.  мировоззрения, всей системы традиций, укрепляло религ., соц. и политич. влияние церкви на массы. В Рос­сии С. появилось, видимо, в 14 в. в скитах и пустынях Заволжья. С. стало насаждаться в кон. 18 — нач. 19 в. в рус. монастырях учениками Паисия Величковского, издавшего в 1793 энциклопедию аскетизма „Добротолюбие . Са­мым крупным центром С. вРос­сии была в 19 в. Оптина пустынь. С. было верным слугой офиц. правосл. церкви и самодержавия, проповедовало смирение и безусловное повиновение трудящихся „власть предержащим . Идеоло­гия С. была враждебна передовой культуре и свободомыслию.

„СТАРЫЙ ИЗРАИЛЬ , „Изра­иль - течение христововеров, выделившееся в 30-х гг. 19 в. из постничества. Его основателем был гос. крестьянин Перфил Катасонов. Придерживаясь учения по­стников о Христе, воплощающем­ся в „избранных людях , он отме­нил ряд пищевых запретов, обяза­тельных для тюстников (на упот­ребление рыбы, лука, картофеля, чеснока), ограничил проявления религ. экстаза во время радений, допустил браки между членами секты, хотя безбрачие в качестве принципа сохранялось. Последова­тели Катасонова рассматривали себя как духовно-избранный на­род — „Израиль во главе с „жи­вым Христом . Катасонов ввел новые теократич. формы орг-ции христововеров, объединив общи­ны в округа во главе с „апосто­лами . Отражая интересы бурж. элементов, он пытался придать христововерию черты церк. орг-ции. В 80-х гг. 19 в. последовате­лей Катасонова насчитывалось 25 тыс. человек. После его смерти (1885) они стали называть себя „Старым Израилем в отличие от т. н. „Нового Израиля .

СТИГМЫ, стигматы (греч. stigma, stigmatos - укол, рубец, пятно, знак) - покраснения кожи, кро­воподтеки или язвы, непроизволь­но появляющиеся на теле нек-рых глубоко верующих людей в тех местах, где, по библ. Мифу, у распятого Христа были раны от тер­нового венца и гвоздей. Появле­ние С. рассматривалось церковью как чудо и использовалось для разжигания фанатизма религиоз­ного. Совр. наукой установлено, что в основе стигматизации лежит повышенная склонность к само­внушению и болезн. чувствитель­ность, свойственная больным исте­рией. Случаи изменения кожного покрова под влиянием внушения и самовнушения (мнимый ожог, мнимый ушиб и т. д.) известны в медицине и объясняются тем, что каждый участок тела связан нервными проводниками через спинной мозг и подкорку с корой головного мозга. При определен­ных условиях изменения в нор­мальном состоянии нервной систе­мы могут вызвать нарушения процессов обмена веществ в тка­нях, выражающиеся в покрасне­нии или отеке кожи и др. анома­лиях. Этот механизм лежит и в ос­нове С.

СТИКС - в др.-греч. мифологии - нимфа реки, окружающей подзем­ное царство - Аид. Считалось, что клятва водою С. священна для богов и людей и не может быть нарушена.

СТИХАРЬ    - одежды.см.   Священные

СТИХИЙНЫЙ АТЕИЗМ - разроз­ненные атеистич. представления, возникающие в процессе познания мира и обществ.-историч. практи­ки, к-рые в совокупности отрица­ют сверхъестественное, трактуют религию как человеч. установле­ние. Часто С. а. связан с критич., насмешливым отношением к релит институтам и духовенству. С. а. находит яркое выражение в антирелиг. и антиклерик. фольклоре. Основой С. а. является стихийно-материалистич. принятие мира та­ким, как он есть. С. а. возникает на уровне обыденного сознания и постоянно воспроизводится в ре­зультате успешной материальной и духовной деятельности. Особое распространение получает в перио­ды наибольшей соц. активности народных масс, в ходе подготовки и проведения восстаний и револю­ций, в периоды патриотич. подъе­мов и т. д. Являясь непосредств. отражением определенных соц. процессов, С. а. вместе с тем обла­дает преемственностью, передается из поколения в поколение и рас­ширяет сферу своего распростра­нения. В клас. антагонистич. об-ве С. а. играет важную соц. и куль­турную роль: стимулирует народ­ные движения против любых ви­дов угнетения; служит необходи­мой соц.-психологич. базой теоретич. атеизма; содействует раскре­пощению народного творчества, освобождению сознания трудя­щихся от предрассудков. Однако С. а. неглубок, неустойчив. В. И. Ленин ставил перед коммуниста­ми задачу „заинтересовать совсем еще неразвитые массы сознатель­ным отношением к религиозным вопросам и сознательной крити­кой религии (т. 45, с. 27). По­рождаемый при социализме непо­средственно социалистич. спосо­бом производства, С. а. имеет постоянную тенденцию к перерас­танию в сознат. атеизм в процессе коммунистич., в т. ч. и атеистич., воспитания.

СТИХИРА (греч. - многостишие) - песнопение, состоящее из мн. сти­хов, написанных одним размером. Первоначально это ветхозаветные поэтич. писания, по образцу к-рых составлялись затем и христ. С. Первым автором С. был константиноп. патриарх 5 в. Анатолий.

СТОИЦИЗМ - одна из школ эллинистич., римск. философии. Др. С. (3-2 вв. до н. э.: Зенон из Китио-на, Клеанф, Христипп) возрождает учение Гераклита об огне как космич. начале, однако толкует его в духе теологии, провиденциализ­ма и фатализма, как одновремен­но материю, мир. разум (логос), судьбу и бога. В системе С., к-рая состоит из физики (включающей теологию), логики и этики, веду­щее место занимает последняя. Этич. принцип С. - жить „согласно природе , а следовательно, и ра­зуму, пронизывающему всю при­роду, - определяет идеал мудре­ца: подчинение судьбе (amor fati -„любовь к року ), бесстрастие, воздержание, строгое выполнение долга. Средний (2-1 вв. до н. э.) и поздний (1—2 вв. н. э.: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) С. пос­тепенно включают в свое учение элементы платонизма, в результа­те усиливается религ.-этич. направ­ленность его, а общая пантеистич. установка все более заменяется монотеизмом. С. оказал влияние на становление христианства, о чем свидетельствует, напр., заимство­вание у Клеанф а формулы о боге, „в котором мы живем и движемся и существуем (ср. Деян. Апост. 17 : 28). Ф. Энгельс назвал Сенеку “дядей христианства (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 307).

СТОЛПНИЧЕСТВО - разновид­ность христ. аскетизма, состояв­шая в том, что подвижник добро­вольно обрекал себя на длит. изолир. пребывание в любое время дня и ночи на открытой площадке, сооруженной на столбе. Основате­лем С. церк. традиция считает Симеона Столпника (356-459). Ему подражали мн. христ. аскеты. Церк. традиция называет рус. столпников Никиту Переяславско­го (12 в.) и Савву Вишерского (15 в.).

СТРАДАНИЯ КУЛЬТ - религ-богосл. идеи, утверждающие не только непреодолимость страда­ний в жизни людей, но и их необ­ходимость, благотворность, спаси­тельность. С. к. - крайнее выра­жение бессилия угнетен, классов в борьбе прежде всего против соц. гнета и вместе с тем своеобразная иллюзорная форма преодоления страданий, не затрагивающая их соц. основ. Согласно религ. уче­нию, причины страдания - не в объективных условиях жизни людей, а в самом человеке - в его желаниях (буддизм) или греховности (иудаизм, христиан­ство, ислам). Одновременно стра­дание - средство избавления от греха, нравств. совершенствова­ния и спасения, т. е. благо. Наибо­лее яркое выражение и глубокую разработку С. к. получил в хрис­тианстве, центр, фигурой к-рого является страдающий и умирающий богочеловек - Иисус Хрис­тос. Христианство идеализирует страдания, мистифицирует их смысл. Идеи С. к. нашли свое воплощение в аскетизме. С. к. играл реакц. роль в эксплуатат. об-ве, мистифицируя подлинные источники страданий людей, вну­шая им идею „спасительности , безропотного перенесения неспра­ведливости, воспитывая пассив­ность, неуверенность в своих си­лах. В социалистич. об-ве, где ликвидированы соц.-клас. основы страданий и С. к., в церк. пропо­ведях гл. обр. речь идет о страда­ниях, вызванных физич. недугом, потерей близких и т. п.; им пыта­ются придать гуманизированный характер, делается акцент не на самом страдании, а на сострадании как проявлении любви к ближ­нему. Такое толкование С. к. про­тиворечит духу христ. традиции, букве „св. писания и является еще одним свидетельством кризи­са религ. идеологии в условиях социалистич. об-ва.

СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК - см. Бегунский толк.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ - в христ. церквах последняя неделя т. н. ве­ликого поста, к-рая в богослужеб­ной практике посвящается „вос­поминаниям о страданиях спаси­теля . Рассматривая посты как „время покаяния в грехах , духо­венство использует С. н. для со­здания у верующих скорбного на­строения, чтобы вызвать у них „чувства раскаяния и сознания своей греховности .

СТРАСТОТЕРПНИЧЕСТВО   -   в христианстве - принцип добро­вольного, безропотного перенесе­ния различного рода страданий, насилия, физич. истязаний как сле­дование примеру Христа, разделе­ние его страдальч. судьбы, „со-распятие с ним. Католицизм и православие окружают в этой свя­зи особым ореолом святости т. н. мучеников, великомучеников и страстотерпцев „за веру . Идеологич. смысл культа С. в эксплуатат. об-ве состоит в утешении соц. ни­зов, в заглушении в них чувства протеста против несправедливо­сти, в усыплении их клас. созна­ния. В условиях социалистич. об-ва, где в обществ, сознании сформировалось непримиримое отношение ко всем проявлениям несправедливости, причиняющей людям страдания, идеи страстотер-пничества не находят сочувствия и поддержки.

СТРАХ БОЖИЙ - см. Богобояз­ненность.

СТРАХА ТЕОРИЯ - концепция, согласно к-рой возникновение ре­лигии, веры в бога объясняется наличием у человека чувства стра­ха, порождаемого господств, над ним внешних сил, неизбежностью смерти, неопределенностью буду­щего и т. д. Одушевляя и олице­творяя странные и непонятные ему силы (см. Аниматизм, Антропопатизм, Анимизм), индивид, по мнению представителей С. т., постепенно создает богов, в свою очередь повергающих верующих в ужас и требующих умилостивления. С. т. - не только достоя­ние античности (Демокрит, Лук­реций Кар и др.), ее придержива­лись Гоббс, Спиноза, Юм, Гель­веции, Гольбах, Фейербах. Послед­ний, правда, отмечал, что страх не есть достаточное основание, объясняющее религию, что он является лишь компонентом „чув­ства зависимости человека от внешнего мира (Фейербах факти­чески сводил религию к этому чувству). Не исчезла С. т. и в 20 в. .....Фетишизм, — писал, напр., А.Швейцер, - родился у первобыт­ного человека из чувства страха . Марксист.-ленин. учение не отрица­ет воздействия страха на процесс возникновения, а позднее и ук­репления религ. представлений. О страхе перед слепой силой капитала, как корне совр. рели­гии, не раз говорил Ленин. Однако марксисты не рассматривают страх в качестве первопричины религии, поскольку он сам получает объяс­нение в контексте соц.-экономич. и историч. развития об-ва.

СТРАШНЫЙ СУД - см. Эсхато­логия.

СТРИБОГ - в др.-слав. религии - бог воздушных стихий.

СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО - ересь, распространенная в Новгороде и Пскове в 14-15 вв. (название, вероятно, связано с обрядом пост­рига в причетники, или, по церк. терминологии, „стрижники , - низш. духовный сан). Соц. состав (низш. духовенство и горожане) предопределил народный характер движения. Возглавили С. дьякк Карп и Никита, казненные в IVкак еретики. Стригольники оспаривали божеств. происхождение и природу таинства священства и на этом основании отвергали иерархию церк., а также таинства при­чащения, покаяния, крещения. С. выступало за предоставление ми­рянам права проповедования. Т. обр., программа С. сближала это движение с городскими ереся­ми Зап. Европы, т. к. требовала „дешевой церкви, упразднения духовенства как особой корпора­ции и передачи его функций мирянам, предвосхищая тем самым тре­бования Реформации.

СТУПА (санскр.) - в буддизме -вид сооружений, восходящий к могильным курганам. В ран­нем буддизме С. выступали в роли хранилищ „святынь , напр, первые 8 С, по преданию, были хранилищами мощей Будды. В позднем буддизме более харак­терны С. — мемориалы в честь к.-л. событий истории буддизма. Архитектурные особенности С. в каждой стране определяются местными традициями, однако наличие круга или квадрата в пла­не - обязат. элемент. В системе будд, символики С. рассматрива­ется как символ Вселенной.

СУББОТА (евр. - шаббат) - день покоя, релит, праздник в иудаиз­ме и в нек-рых христ. сектах [суб­ботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен богом. Сотворив мир в 6 дней, бог почил в 7-й день, „благословил... и освятил его (Быт. 2:1—3). В действительно­сти праздник С. связан с культом луны, к-рый был широко распространен среди кародов Др. Восто­ка. По-видимому, прототипом иуд. С, являлся др.-вавилонск. Шаббату - „день празднования полнолу­ния . Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам 2 месяцев (элуль, маркесван), сбитая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его вос­приняли ханаане, у последних - др. евреи. В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и бла­годарения богу Яхве. В 2 тракта­тах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, к-рыми нельзя заниматься в С.

СУББОТНИКИ („иудействующие ) - 1) одна из религ. сект, получившая распространение сре­ди помещичьих рус. крестьян в кон. 17- нач. 18 в. в центр, районах. Создание секты было своеобраз­ной формой соц. протеста кресть­янства против крепостничества и православия. С. отвергали правосл. церковь и христ. вероучение. Св. книгой считали Ветхий завет. Не признавали троицу, а верили в единого бога. Христа считали одним из „пророков . Подобно иудеям, праздновали субботу, а не воскресенье, отрицали почитание икон, придерживались ряда пище­вых ограничений, давали своим де­тям евр. имена, соблюдали обряд обрезания. Исповедание С. иудаиз­ма с его догматикой, сложными ритуалами и обрядами способство­вало замкнутости их общин. В 19 в. насчитывалось несколько десят­ков тысяч С. Впоследствии секта растеряла своих последователей. В наст. вр. отд. группы С. имеются в Воронежской и др. обл., а также в Армении и Азербайджане, где они трансформировались в своеоб­разные религ.-этич. группы; 2) субботниками часто называют адвентистов седьмого дня, считаю­щих субботу праздничным днем.

СУБЪЕКТ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - учрежде­ния и орг-ции, направляющие и ведущие атеистич. работу; кадры исследователей, организаторов и пропагандистов науч. атеизма, сос­тавляющие значит, часть сформированной и воспитанной Коммунистич. партией армии идеологич. работников. Особенно важную ра­боту ведут пропагандисты и орга­низаторы атеистич. воспитания непосредственно в трудовых кол-вах - на предприятиях, в учреж­дениях, совхозах, колхозах и т. д. Широко привлекается к атеистич. воспитанию технич. интеллигенция, специалисты сельского хознва, мед­работники. В совр. условиях науч.-атеистич. кадры должны обладать глубокими знаниями теории и практики науч. атеизма, понимани­ем его роли и места в духовной жизни развитого социалистич. об-ва, применять комплексный подход к постановке атеистич. воспитания, изучать состояние религ. орг-ций и новые тенденции в их деятельности, правильно оце­нивать роль атеизма и религии в совр. идеологич. борьбе.

СУД ЦЕРКОВНЫЙ - религ. право­вой институт и система судебно-следств. учреждений в христ. церк­вах. В юрисдикции С. ц. находились вопросы брака, клятвопреступле­ния, дисциплина священнослужи­телей и т. п. С. ц. — политич. ору­дие церк. верхушки и правящих классов в борьбе против свободо­мыслия, антицерк. движений, а также против революц. выступ­лений масс. В католич. церкви С. ц. существовал в форме инкви­зиции. В наст. вр. он сохраняется в католицизме, во мн. протест, и правосл. церквах. В странах, где церковь не отделена от гос-ва, С. ц. является частью гос. судебной системы.

СУДЬБА, участь, доля - антинауч. представление о сверхъестеств. предопределенности, неиз­бежности событий и поступков в жизни людей. В др.-греч. мифоло­гии олицетворялась в образах бо­гинь - мойр (у римлян - парки). См. также Фатализм, Фатум, Пре­допределение.

СУЕВЕРИЕ предрассудок, в си­лу к-рого мн. происходящее пред­ставляется проявлением сверхъестеств. сип и предзнаменованием. Служители различных религий часто относят к С. все непризнавае-мые ими верования как не имею­щие под собой никаких оснований. По существу же сама вера в су­ществование сверхъестеств. сил есть С. У религии общие истоки с т. н. бытовыми С. (верой в при­меты, вещие сны, гадания и др.). Религ. и суеверные представления возникли в первобытн. об-ве и были порождены бессилием наших далеких предков в борьбе с сила­ми природы. Продолжая сущест­вовать в совр. условиях, С. неред­ко приводят людей к религии. По­этому задача преодоления религ. предрассудков неразрывно связа­на с преодолением различных С. Она реализуется в процессе подъ­ема культурного и образоват. уровня масс, последоват. и целенаправл. работы по распростране­нию науч. знаний, по атеистич. воспитанию. Особую важность приобретает борьба с суеверными представлениями подрастающего поколения.

СУККОТ, кущи - осенний земле­дельческий праздник др. евреев. В иудаизме оказался связанным с мифом об исходе евреев из Египта. Последний день праздника С. называется симхат-гора (ра­дость Торы). В этот день в синаго­гах совершаются торжеств, про­цессии людей со свитками Торы в руках, поющих хвалебные псал­мы в честь бога Яхве. Симхат-тору раввины установили в связи с тем, что в этот день заканчивается годичный цикл публичного (в си­нагогах) чтения Торы и начинается его повторное годичное чтение. Таким толкованием заключит, дня С. иуд. духовенство окончательно затушевало первонач. бытовой ха­рактер С. и превратило его в чисто религ. праздник.

СУННА (араб. - обыкновение, об­раз действий, поведение) - св. предание ислама, изложенное в рас­сказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение ис­точника, поясняющего и дополняю­щего Коран и служащего второй (после Корана) основой мусульм. права. Сложение С. восходит ко вт. пол. 7 - нач. 8 в. 6 сборников С. — главные из них составлены аль-Бухари (810-870) и Муслимом (817-875) - играют роль канони­ческих. Наряду с преобладающим легенд, материалом С. содержит историч. данные, характеризую­щие процессы развития ислама и положение разных соц. слоев в первые 2 столетия Халифата. Истолковывая С, совр. мусульм. богословие, как правило, модер­низирует ее.

СУННИЗМ - наиболее многочисл. из 2 (наряду с шиизмом) направ­лений ислама. Приверженцы С. - сунниты - живут в основном в Азии и Африке (в Пакистане, Бангладеш, Индии, Индонезии, Малайзии, Китае, Афганистане, Турции, Сирии, Ливане, Сауд. Ара­вии и др. странах Аравийского п-ова и Персидского залива, в Иор­дании, Иране, странах Сев., Вост. и Зап. Африки), также в СССР, Болгарии, Югославии, Албании, на Кипре и в США. Возник С. во вт. пол. 7 в. в Аравии, а в 8-12 вв. в ходе религ.-политич. борьбы в Халифате оформился как гос­подств, направление ислама. Сун­ниты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличиваю­щей помимо пророка Мухаммеда и халифа Али ряд халифов, отвер­гаемых шиитами. В С. 4 школы (см. Мазхаб) религ.-юридич. тол­ка. В нашей стране из них сейчас действуют ханифиты и шафииты. Как религ. направление С. ныне не централизован. С кон. 8 - нач. 9 в. в С. возникли мистич. тече­ния - суфизм и др., в 18-19 вв. развились пуритан, религ.-поли­тич. направления (ваххабизм), а в 19-20 вв. реформац.-модер­нист, течения. Важнейшие места ежегодн. паломничества мусуль­ман (хаджжа) - Мекка и Медина.

СУРА - см. Коран.

СУТРЫ (от санскр. - нить) - краткое изложение в форме лако­ничных изречений религ.-филос. учений Др. Индии; вид религ.-филос. литры. В брахманизме С. - основанное на Ведах практич. руководство по культу и поведению в жизни, якобы внушен­ное богом. В буддизме С. - части св. канонич. сборников, напр. сутта-питака.

СУТТА-НИПАТА, пали - часть сутты-питаки (трипитаки), состоя­щая из стихотворных произведе­ний, посвященных изложению мо­рали раннего буддизма.

СУТТА-ПИТАКА - см. Трипитака.

СУФИЗМ - мистич. направление в исламе. Название происходит от араб, суфи, что переводится как „шерсть . Первоначально су­фии, т. е. „одетые в шерстяной плащ , проповедовали идею пол­ного отречения от индивид, воли. Затем развивается учение о мис­тич. любви с использованием сим­волики классич. перс, поэзии. Впоследствии С. приобретает более спекулятивный и пантеистич. характер, сохраняя квиетизм и набожность. Для эволюции С. важны внемусульм. тенденции. Христианство в лице отшельни­ков и неортодокс, сект оказало большое влияние на С. Сильным было и воздействие буддизма. Чаще всего выделяют 4 ступени С: 1) „шариат - неукоснит. исполнение законов мусульм. религии; 2) „тарикат - период послушничества в роли „мюрида при авторитарном суфийском „старце (шейхе, пире); стремле­ние путем молитвы и напряжен­ного созерцания, а также радений убить личную волю; 3) „марифат — познание не умом, а серд­цем единства Вселенной в боге (мир — это эманация бога), равен­ство всех религий (одинаковых лучей единого солнца), относи­тельность добра и зла; 4) „хакыхат (истина) — полное отождест­вление познавшего с божеством. С. оказал влияние на вес области духовной жизни мусульм. Восто­ка - религ. догматику, филосо­фию, этику, лит-ру, поэзию.

„СУЩНОСТЬ    ХРИСТИАНСТВА („Das Wesen des Christentums , Лейпциг, 1841) - одна из осн. работ Л. Фейербаха, переведена на мн. европ. языки. Первый рус. перевод вышел в Лондоне в 1861. „С. х. сыграла большую роль в истории материализма и атеизма. Фейербах показывает антинауч­ность религии и идеализма, под­черкивает их идейн. родство. Религия определяется им как лож­ное, фантастич. отражение дейст­вительности. Критич. анализ религ. идей сочетается с выводом о необ­ходимости искоренения веры в бо­га. Много внимания уделено про­исхождению религии, особенно христианства. В „С. х. Фейербах показал, что природа существует независимо от познания, что вне природы и человека нет ничего. Но вопреки материалистич. и ате-истич. положениям своей книги Фейербах выдвигает в ней идею о создании новой религии, религии всеобщей любви. „С. х. сыграла большую роль в развитии передо­вого обществ, сознания, оказала громадное влияние на представи­телей прогрес. слоев нем. об-ва перед революцией 1848. Об этом свидетельствуют работы К. Марк­са и Ф. Энгельса „Святое семейст­во и Ф. Энгельса „Людвиг Фейер­бах и конец классической немец­кой философии . Имя Фейербаха после опубликования „С. х. стало символом борьбы с темнотой, суеверием, деспотизмом.

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. С глубо­кой древности люди создавали учения о С. ч., его природе и месте в мироздании. Стихийно-материалистич. представления о человеке как части природы присущи устно­му народному творчеству, мате­риалистич. филос. учениям древно­сти. В религ. мифах понимание С. ч. преломляется через призму идеи сверхъестественного, в к-рой мистифицирован опыт поражений и неудач, бессилие человека в борь­бе с природой и стихией обществ, процесса в антагонистич. об-ве. Создавший богов по своему обра­зу и подобию, человек сознает себя их творением, образом и подоби­ем, фантастически раздваивается на естеств. человека (тело) и его сверхъестеств. двойника (душу). В связи с возникновением религ. идеологии клас. об-ва фантастич. представления о С. ч. очищаются от наивной образности, дуализм в религ. антропологии углубляется. Мистифицируя соц. С. ч., теология отделяет человеч. свойства и спо­собности от реального человека, превращает их в абсолютные и объявляет атрибутами фантастич. существа. В условиях совр. кризи­са религии ряд теологов ставят вопрос об оформлении „богосл. антропологии в качестве само­стоят, дисциплины, базовой теологич. и филос. науки. Отвергая ре­лиг. и идеалистич. понимание С. ч., марксизм преодолевает и ограни­ченность созерцат., внеисторич. истолкования человека. „Сущ­ность человека, — писал К. Маркс, - не есть абстракт, присущий отдель­ному индивиду. В своей деятель­ности она есть совокупность всех общественных отношений (т. 3, с. 3). Человек меняется в ходе активного преобразования мира, развития производит, сил и произ­водств, отношений. „Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, ко­торую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто дан­ное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде „субстанции и в г виде „сущности человека , что они обожествляли и с чем боролись (с. 37).

СФИНКС (греч. sphinx - души-тельница) - фантастич. существо с львиным телом и человеч. голо­вой, заимствованное в Др. Греции из Др. Египта. Греч, миф расска­зывает о С, к-рый обитал на скале близ Фив, задавал путникам загад­ку и убивал не сумевших ее разга­дать.

СХИЗМА (греч. - раскол) - этим словом обозначаются любые церк. разделения, распри. Позднее С. стали называть те из них, к-рые не сопровождались отказом от признания церк. догматов. В этом отличие С. от ереси. Католич. цер­ковь считала С. разделение церк­вей, при к-ром было нарушено церк. единство, но отколовшиеся церкви сохранили верность церк. догмам, и называла схизматиками последователей православия.

СХИМА (греч. — монаш. облаче­ние, букв. - внешний вид, фор­ма) — в православии — особая, высш. „степень монашества, предписывающая затвор в монас­тыре и соблюдение особо строгих монаш. правил. Посвященные в С. назывались схимниками.

СХОЛАСТИКА (от лат. schola - школа) — ср.-век. философия в Европе 11—14 вв., стремившаяся дать теоретич. обоснование религ. мировоззрению. Осн. идея орто­докс. С. - „рациональное обосно­вание религ. догм путем примене­ния логич. методов доказательст­ва. Отражая господство в ср.-век. феод, об-ве религии и церкви, С. исходила из признания за филосо­фией роли служанки богословия. Для С. характерен авторитаризм мышления, исходящего из непре­ложных истин откровения и вы­двигающего на первое место авто­ритет „св. писания , а также тво­рений „отцов церкви , постанов­лений вселен. соборов и т. д. С. осуществила систематизацию христ. вероучения и создала своды („суммы ) католич. богословия, используя филос. наследие Арис­тотеля и неоплатонич. традицию в христ. переработке (ареопагитики). В рамках схоластич. метода получила развитие борьба 2 тен­денций в философии - идеалисти­ческой (реализм, служивший фи­лос. базой католицизма) и оппо-зиц. ей филос. течений (номина­лизм, аверроизм, скотизм, оккамизм), выражавших материалистич. тенденции в развитии ср.-век. филос. мысли. Уже в 15 в. становится очевидной несовмести­мость схоластич. метода с дальней­шим развитием естествознания, и С. приходит в состояние глубо­кого упадка.

СЧАСТЬЕ — внутр. удовлетворен­ность жизнью, сознание полноты своего бытия, осуществления це­лей и желаний. Представления лю­дей о С, о том, что нужно для С, весьма различны, что обусловлено историч., соц. причинами, индивид, склонностями. Религ. учения объ­являли тщетными и даже грехов­ными попытки достичь С. в земной жизни, указывали на иллюзор­ность, „неистинность бытия, при­зывали не придавать самодовлею­щего значения земному существо­ванию - „не любить ни мира, ни того, что в мире . Этим они пыта­лись дать утешение в невзгодах и одновременно гасили стремления людей перестроить действитель­ность. Мн. совр. теологи говорят о борьбе за земное С, об устрое­нии земного рая, вступая при этом в глубокое противоречие с одной из основ религ. миропонимания - с принципом отречения от мира как неистинного и греховного. Наиболее радикальные теологи (из числа протестантских) идут в этом направлении еще даль­ше — по пути отрицания поту­стороннего мира. Науч. атеизм, основывающийся на идеалах коммунизма, признает право человека на С. и его реальную достижимость. В условиях эксплуатат. об-ва мечты большинства людей о С. связывались в основ­ном с материальными благами, внешними условиями. С, однако, зависит и от субъективных фак­торов. Исполнение желаний еще не гарантирует С: необходимы и внутр. предпосылки, способ­ность человека быть счастливым. В процессе революц. переустройст­ва мира, коммунистич. строитель­ства создаются как объективные, так и субъективные условия С: происходит перестройка внутр. мира личности.

СЮНЬ-ЦЗЫ (ок. 313-238 до н.э.) - др.-кит. философ, последователь Конфуция. Учение С.-д., изложен­ное в написанном им трактате „Сюнь-цзы , включало в себя эле­менты материализма и атеизма. С.-ц. отрицал существование ду­хов и демонов, полагал, что не су­ществует ни бога, ни др. сверхъестеств. сил, к-рые могли бы рас­поряжаться природой. Он высту­пал против ряда распространен­ных в его время религ. обрядов, напр, моления о дожде. В своем этич. учении С.-ц. исходил из того, что человек по своей природе зол, а добродетельным он стано­вится благодаря обучению и вос­питанию.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

ПЕЙ - ПОР

ПЕЙН Томас (1737 - 1809) идео­лог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. ре­волюций 18 в...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Атеисты узнали, что привело Россию к погромам

News image

Вчера представители Общества атеистов Москвы (ATOM) провели пресс-конференцию в защиту российской науки от мракобесия. Московские атеисты обвинили Министерство образования в на...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...