Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




СПА - СЮН

Понятия и определения - Атеистический словарь

СПАСЕНИЕ — по религ. представлениям, высш. блаженсгво, к-рое даруется человеку богом при вы­полнении ряда условий и требова­ний, предъявляемых от его имени. В различных религиях выдвигаются разные пути к С. Христианство, напр., исходит из того, что человек якобы греховен от рождения, и поэтому учит, что путь к С. лежит через преодоление гpexa „обнов­лением и воссозданием личности, примирение ее с богом. Среди условий достижения С. в христиан­стве — непременное соблюдение библ. заповедей, покаяние, испол­нение предписываемых церковью обрядов и др. В католицизме и православии С. объявляется воз­можным только с помощью церк­ви. В протестантизме, где посред­ническая роль церкви отвергается, выдвигается тезис об „оправдании верой . В буддизме выдвигается „благородный восьмиричный путь С., следуя к-рому можно достичь высш. степени блаженства — нир­ваны, а после смерти — прекраще­ния перерождений (сансары). В исламе человек, стремящийся к С, обязан неуклонно выполнять це­лый ряд различных предписаний, включающих обязат. молитвы, со­блюдение поста, паломничество к святыням и т. д. За праведную жизнь верующим обещается веч­ная безмятежная жизнь в раю. Религ. учение о С. на протяжении мн. столетий мешало трудящимся постичь истин, причины их тяже­лой, бесправной жизни в об-ве, увидеть реальные пути к освобож­дению от всех видов духовного и физич. гнета, к земному счастью. Оно в извращенной форме пред­ставляет сложившиеся в клас. антагонистич. об-вe отношения лю­дей, засоряят сознание масс несбы­точными иллюзиями, ложными представлениями.

СПАСОВСКИЙ ТОЛК, нетовщина — течениев беспоповщине (старообрядчество), возникшее в кон. 17 в. в керженских лесах. С. т. был распространен в Нижегор., Яросл и Костром. губ. Соц. базу его составляло крестьянство. Ис­ходя из общей установки беспо­повских соборов о наступлении на земле ,.царства антихриста , к-рый якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действи­ями, лишенными „благодати божь­ей , невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отри­цание правосл. духовенства, та­инств, благодати, храмов, вечерки и гф. приверженцев этого толка поповцы называли нетовцами. В процессе эволюции С. т. распал­ся на ряд согласий, среди к-рых оыли умеренные, почти смыкав­шиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились глухая не-товщина, в к-рой считалось воз­можным совершать обряд креще­ния и бракосочетания в правосл. церкви, новоспасовщина (поющая нетовщина), разрешавшая своим наставникам совершать богослу­жения, крещение, венчание. Крайним ответвлением С. т. являлись некрещеная (или строгая) нетовщина, отрицавшая к.-л. обряды, и дырники, молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в вост. стене избы. Самокрещенцы, крес­тившие себя сами, и бабушкино согласие занимали промежуточное положение. В наст. вр. число пос­ледователей С. т. незначительно.

СПАСЫ — сложившееся в право­славии общее название 3 праздни­ков, к-рые связываются со „спа­сителем - Иисусом Христом. Пер­вый, или медовый, С. отмечается 1 (14) августа и носит офиц. назва­ние „происхождение (изнесение) честных древ животворящего кре­ста господня . В его основу лег бытовавший в Константинополе обычай носить крест по улицам для „отвращения болезней . В рус. православии празднику придается особое значение, т. к., по преда­нию, именно в этот день в 988 крестился князь Владимир. Вто­рым, или яблочным, С. именуют праздник преображения, а третьим, или С. на полотне, — праздник „перенесения из Едессы в Константинополь нерукотворного образа господа Мисуса Христа . Речь идет о „чудотворной иконе, представ­ляющей собой полотенце, на к-ром якобы оставил свой лик Иисус. Как и др. праздники православия, С. использовались для расширения религ. пропаганды, эмоц.-психологич. воздействия на верующих.

СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) - англ. философ-позитивист и эво­люционист. В теории познания - сторонник агностицизма. Считал, что наука, религия и „положит. философия сходятся в признании непостижимой „причины позна­ваемых явлений, поскольку рели­гия и есть „сознание непостижи­мой силы, называемой вездесу­щею, по нашей неспособности определить ее границы . Однако, поскольку механистич. эволюцио­низм С. допускал материалистич. истолкование, его концепция резко критиковалась религ. фило­софами и теологами.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерланд. фило­соф-материалист. Согласно учению С, природа, отождествляемая с богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, обладающая протяжением и мышлением; она есть причина самой себя и не нуж­дается в сотворении. В природе, по С. все причинно обусловлено; человек, как часть природы, также включен в цепь мир. детермина­ции, исключающей случайность и свободу воли. Материализм С. выступал в пантеистич. форме, имел атеистич. характер. В своих соч. „Богословско-политический трактат (1670), „Этика (1677) С. отвергал идею личного бога монотеистич. религий, догмат о бессмертии индивид. души, по­нятие чуда; заложил основы науч. критики Библии. Все существующие религии объявлял суеверием, основанным на невежестве и предрассудках и состоящим из „фан­тазий и бреда подавленной и роб­кой души . За свои атеистич. убеждения С. был подвергнут “великому отлучению руководи­телями религ. евр. общины Амстердама.

СПИРИТИЗМ (от лат. spiritus - дух) - вера в посмертное сущест­вование душ умерших и возмож­ность непосредств. контакта с ни­ми людей - „медиумов . Спиритич. представления восходят к древнейшим верованиям (см. Анимизм, Шаманство и др.). В 19 в. в США возникло массовое мистич. течение, известное под названием С, к-рое затем широко распрост­ранилось в Европе, основало свои об-ва и ассоциации, а также печат­ные органы, наводнившие рынок спец. лит-рой. Получила распро­странение практика спиритич. сеансов — столоверчение, гадание на блюдцах, вызывание духов умерших и т. д. Идеи С. вызвали резкую критику со стороны пере­довых представителей естествозна­ния и философов-материалистов. Ф. Энгельс в статье „Естествозна­ние в мире духов охарактеризо­вал С. как „самое дикое из всех суеверий .

СПИРИТУАЛИЗМ (от лат. spiritualis - духовный) - термин, упот­ребляемый для обозначения объективно-идеалистич. концепций, рассматривающих дух в качестве первоосновы мира, субстанции, независимой от материи. В совр. иррационалистич. течениях в поня­тии „С , подчеркивается целост­ность духовного начала, к-ое не сводимо ни к разуму, ни к нравств. чувству и т. д. Спиритуа­листическими являются все без исключения религ. верования.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ  -  принцип, включающий в себя представления о должном порядке взаимоотно­шений между людьми, о соответ­ствии прав и обязанностей лично­сти, о воздаянии каждому по за­слугам. Тесно связан с понятием равенства. Религ. учения, как пра­вило,   сводят  равенство  людей к равенству перед богом и возла­гают осуществление полной С. на действие сверхъестеств. сил. Пере­несение на небеса торжества С. рождено чувством бессилия людей перед соц. гнетом. Идея божесгв. провидения удовлетворяла чувст­во С, попранного в антагонистич. об-ве, и тем самым препятствова­ла установлению реальной С. сами­ми людьми. Еванг. заповедь „не судите   и  не   судимы  будете , по  существу,  запрещает карать преступления,  внушая  иллюзор­ную уверенность в том, что С. вос­торжествует не усилиями челове­ка, а по божеств, предначертанию. В христ. понятие С. входит также идея о том, что грех, преступление искупаются страданием и покая­нием. Науч. атеизм, основываясь на материалистам, понимании исто­рии, утверждает, что С. устанавли­вается людьми и имеет конкр.-историч., соц.-клас. смысл и содер­жание. Юридич. понятие С, как соответствие духу и букве закона, приходит в бурж. об-ве в противо­речие с чувством подлинной С, требующей уничтожения тех отно­шений собственности, к-рые обес­печивают   привилегии   имущих слоев. В условиях социализма С. основывается на принципах рас­пределения благ по труду, равенст­ве соц. прав трудящихся. Высш. С. достигается в коммунистич. об-ве, обеспечивающем каждому челове­ку удовлетворение его потребно­стей и реальную возможность всестороннего развития и само­осуществления личности.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод науч. ис­следования, позволяющий позна­вать различные историч. ступени одного и того же явления или двух разных явлений, существую­щих одновременно, но находящих­ся на разных этапах развития, а также реконструировать, прог­нозировать тенденции развития и его ход. Со вт. пол. 19 в. получил распространение в гуманитарных и естеств. науках, в т. ч. в теоре-тич. религиоведении, истории ре­лигии.

СРЕТЕНИЕ - один из т. н. двуна­десятых праздников правосл. цер­кви. Отмечается 2 (15) февраля. В его основу легла описанная в Евангелии от Луки встреча некоего старца Симеона с младенцем Иису­сом, к-рого родители, согласно обычаю, принесли в Иерусалим, храм. Симеон якобы предсказал, что беспомощный младенец вый­дет „на служение спасения людей . Праздник С, введенный христ. церковью для вытеснения отме­чавшегося на территории Римск. империи праздника очищения и покаяния, прививался с трудом. Повсеместно „в христ. мире он начал праздноваться лишь в 6 в. При этом в его ритуал были введены глубоко укоренившиеся в народном быту очистит, обряды, не имевшие прямого отношения к его содержанию. На Руси С. связывалось в народном сознании прежде всего с хозяйств, момен­тами. Оно знаменовало конец зи­мы и начало весны, подготовку к весенним полевым работам. Именно этим и определялось в пер­вую очередь отношение к нему большинства верующих.

СТАРОДУБЬЕ - местность на Черниговщине, где в кон. 70-х гг. 17 в. московскими старообрядцами было создано беглопоповское по­селение. В кон. 18 в. в С. насчитывалось 4 монастыря, 17 церквей, 16 часовен. В сер. 19 в. усилиями правосл. церкви при поддержке правительства в С. широко рас­пространяется единоверческое (см. Единоверие) направление старообрядчества.

СТАРОКАТОЛИКИ - привержен­цы течения, отколовшегося после I Ватикан, собора (1869-1870) от римско-католич. церкви. В 1871 проф. Мюнхенского ун-та теолог И. Деллингер и др. противники ре­шений собора, провозгласившего догмат о непогрешимости папы, были отлучены от церкви. Созван­ный ими в том же году конгресс вынес решение об образовании самостоят, церк. общины, к-рая получила название „старокатоли­ческой . С. отрицают догмат о не­погрешимости папы римск., не признают его верховной власти, отвергают добавление к символу веры - филиокве и догмат о непо­рочном зачатии девы Марии. С. от­казались от обязат. целибата духовенства. В наст. вр. старокатолич. церковь имеет небольшое количе­ство последователей и существует в ФРГ, Швейцарии, Голландии, Франции, США и др. странах. В 1889 со С. объединилась Утрехт­ская церковь.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - совокуп­ность релит, течений, возникших в результате раскола в рус. право­славии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные пат­риархом Никоном во вт. пол. 17 в. Суть этих реформ сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введе­ние трехперстного крестного зна­мения вместо двухперстного, за­мена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения (хожде­ние против солнца - „посолонь ), трехкратное повторение слова „аллилуйя в пении („трегубая аллилуйя ), а также исправление церк. книг, изменение формы креста (допущение шестиконечно­го креста наряду с восьмиконеч­ным) и др. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения   протеста.   Действит. причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью патриарха, а это наносило удар по соборно­сти, по автономии церкви, устанав­ливало в ней единовластие и подчи­няло ее монархии, гос-ву. С. яви­лось идеологич. выражением обострения клас. противоречий. В конфликте по поводу церк. реформ столкнулись 3 осн. силы: дворянская монархия, стремив­шаяся подчинить церковь гос-ву, бояре и феод, духовенство, пре­следовавшие цель сохранения ус­тоев феод, раздробленности и своих сословных привилегий, и возглавляемое Никоном духовенство, стремившееся к централиза­ции церкви и установлению вер­ховенства церк. власти над свет­ской. Соц. неоднородность сил, поддерживавших раскол, начиная от родовых бояр, богатых купцов и кончая, крестьянством, город­ской беднотой, обусловила нали­чие в С. большого числа груп­пировок. По классификации Бонч-Бруевича, С. делится на 2 осн. направления - поповщину и бес­поповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий. Мно­гие из старообрядч. согласий еще до революции распались и слились с другими.

СТАРЧЕСТВО - монаш. институт, основанный на руководстве старца (монаха, достигшего высокой сте­пени религ. подвижничества) аскетич. практикой послушника. С. возникло в нач. 4 в. в среде христ. монашества в Египте. Старец и послушник составляли „клеточку монашества, скрепленную религ.-идеологич. и личными отношения­ми. Старческое руководство („окормление ) предполагало принцип добровольного послуша­ния, подчинения воле старца, „от­сечения собственной воли . По­слушнику предписывалось не рас­суждать, не прекословить старцу, открывать ему свои мысли. Обита­тели монастыря и верующие окру­ги почитали старцев „духовными отцами („аввами ). С. обеспечи­вало воспроизводство монаш. умонастроения,  религ.  мировоззрения, всей системы традиций, укрепляло религ., соц. и политич. влияние церкви на массы. В Рос­сии С. появилось, видимо, в 14 в. в скитах и пустынях Заволжья. С. стало насаждаться в кон. 18 — нач. 19 в. в рус. монастырях учениками Паисия Величковского, издавшего в 1793 энциклопедию аскетизма „Добротолюбие . Са­мым крупным центром С. вРос­сии была в 19 в. Оптина пустынь. С. было верным слугой офиц. правосл. церкви и самодержавия, проповедовало смирение и безусловное повиновение трудящихся „власть предержащим . Идеоло­гия С. была враждебна передовой культуре и свободомыслию.

„СТАРЫЙ ИЗРАИЛЬ , „Изра­иль - течение христововеров, выделившееся в 30-х гг. 19 в. из постничества. Его основателем был гос. крестьянин Перфил Катасонов. Придерживаясь учения по­стников о Христе, воплощающем­ся в „избранных людях , он отме­нил ряд пищевых запретов, обяза­тельных для тюстников (на упот­ребление рыбы, лука, картофеля, чеснока), ограничил проявления религ. экстаза во время радений, допустил браки между членами секты, хотя безбрачие в качестве принципа сохранялось. Последова­тели Катасонова рассматривали себя как духовно-избранный на­род — „Израиль во главе с „жи­вым Христом . Катасонов ввел новые теократич. формы орг-ции христововеров, объединив общи­ны в округа во главе с „апосто­лами . Отражая интересы бурж. элементов, он пытался придать христововерию черты церк. орг-ции. В 80-х гг. 19 в. последовате­лей Катасонова насчитывалось 25 тыс. человек. После его смерти (1885) они стали называть себя „Старым Израилем в отличие от т. н. „Нового Израиля .

СТИГМЫ, стигматы (греч. stigma, stigmatos - укол, рубец, пятно, знак) - покраснения кожи, кро­воподтеки или язвы, непроизволь­но появляющиеся на теле нек-рых глубоко верующих людей в тех местах, где, по библ. Мифу, у распятого Христа были раны от тер­нового венца и гвоздей. Появле­ние С. рассматривалось церковью как чудо и использовалось для разжигания фанатизма религиоз­ного. Совр. наукой установлено, что в основе стигматизации лежит повышенная склонность к само­внушению и болезн. чувствитель­ность, свойственная больным исте­рией. Случаи изменения кожного покрова под влиянием внушения и самовнушения (мнимый ожог, мнимый ушиб и т. д.) известны в медицине и объясняются тем, что каждый участок тела связан нервными проводниками через спинной мозг и подкорку с корой головного мозга. При определен­ных условиях изменения в нор­мальном состоянии нервной систе­мы могут вызвать нарушения процессов обмена веществ в тка­нях, выражающиеся в покрасне­нии или отеке кожи и др. анома­лиях. Этот механизм лежит и в ос­нове С.

СТИКС - в др.-греч. мифологии - нимфа реки, окружающей подзем­ное царство - Аид. Считалось, что клятва водою С. священна для богов и людей и не может быть нарушена.

СТИХАРЬ    - одежды.см.   Священные

СТИХИЙНЫЙ АТЕИЗМ - разроз­ненные атеистич. представления, возникающие в процессе познания мира и обществ.-историч. практи­ки, к-рые в совокупности отрица­ют сверхъестественное, трактуют религию как человеч. установле­ние. Часто С. а. связан с критич., насмешливым отношением к релит институтам и духовенству. С. а. находит яркое выражение в антирелиг. и антиклерик. фольклоре. Основой С. а. является стихийно-материалистич. принятие мира та­ким, как он есть. С. а. возникает на уровне обыденного сознания и постоянно воспроизводится в ре­зультате успешной материальной и духовной деятельности. Особое распространение получает в перио­ды наибольшей соц. активности народных масс, в ходе подготовки и проведения восстаний и револю­ций, в периоды патриотич. подъе­мов и т. д. Являясь непосредств. отражением определенных соц. процессов, С. а. вместе с тем обла­дает преемственностью, передается из поколения в поколение и рас­ширяет сферу своего распростра­нения. В клас. антагонистич. об-ве С. а. играет важную соц. и куль­турную роль: стимулирует народ­ные движения против любых ви­дов угнетения; служит необходи­мой соц.-психологич. базой теоретич. атеизма; содействует раскре­пощению народного творчества, освобождению сознания трудя­щихся от предрассудков. Однако С. а. неглубок, неустойчив. В. И. Ленин ставил перед коммуниста­ми задачу „заинтересовать совсем еще неразвитые массы сознатель­ным отношением к религиозным вопросам и сознательной крити­кой религии (т. 45, с. 27). По­рождаемый при социализме непо­средственно социалистич. спосо­бом производства, С. а. имеет постоянную тенденцию к перерас­танию в сознат. атеизм в процессе коммунистич., в т. ч. и атеистич., воспитания.

СТИХИРА (греч. - многостишие) - песнопение, состоящее из мн. сти­хов, написанных одним размером. Первоначально это ветхозаветные поэтич. писания, по образцу к-рых составлялись затем и христ. С. Первым автором С. был константиноп. патриарх 5 в. Анатолий.

СТОИЦИЗМ - одна из школ эллинистич., римск. философии. Др. С. (3-2 вв. до н. э.: Зенон из Китио-на, Клеанф, Христипп) возрождает учение Гераклита об огне как космич. начале, однако толкует его в духе теологии, провиденциализ­ма и фатализма, как одновремен­но материю, мир. разум (логос), судьбу и бога. В системе С., к-рая состоит из физики (включающей теологию), логики и этики, веду­щее место занимает последняя. Этич. принцип С. - жить „согласно природе , а следовательно, и ра­зуму, пронизывающему всю при­роду, - определяет идеал мудре­ца: подчинение судьбе (amor fati -„любовь к року ), бесстрастие, воздержание, строгое выполнение долга. Средний (2-1 вв. до н. э.) и поздний (1—2 вв. н. э.: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) С. пос­тепенно включают в свое учение элементы платонизма, в результа­те усиливается религ.-этич. направ­ленность его, а общая пантеистич. установка все более заменяется монотеизмом. С. оказал влияние на становление христианства, о чем свидетельствует, напр., заимство­вание у Клеанф а формулы о боге, „в котором мы живем и движемся и существуем (ср. Деян. Апост. 17 : 28). Ф. Энгельс назвал Сенеку “дядей христианства (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 307).

СТОЛПНИЧЕСТВО - разновид­ность христ. аскетизма, состояв­шая в том, что подвижник добро­вольно обрекал себя на длит. изолир. пребывание в любое время дня и ночи на открытой площадке, сооруженной на столбе. Основате­лем С. церк. традиция считает Симеона Столпника (356-459). Ему подражали мн. христ. аскеты. Церк. традиция называет рус. столпников Никиту Переяславско­го (12 в.) и Савву Вишерского (15 в.).

СТРАДАНИЯ КУЛЬТ - религ-богосл. идеи, утверждающие не только непреодолимость страда­ний в жизни людей, но и их необ­ходимость, благотворность, спаси­тельность. С. к. - крайнее выра­жение бессилия угнетен, классов в борьбе прежде всего против соц. гнета и вместе с тем своеобразная иллюзорная форма преодоления страданий, не затрагивающая их соц. основ. Согласно религ. уче­нию, причины страдания - не в объективных условиях жизни людей, а в самом человеке - в его желаниях (буддизм) или греховности (иудаизм, христиан­ство, ислам). Одновременно стра­дание - средство избавления от греха, нравств. совершенствова­ния и спасения, т. е. благо. Наибо­лее яркое выражение и глубокую разработку С. к. получил в хрис­тианстве, центр, фигурой к-рого является страдающий и умирающий богочеловек - Иисус Хрис­тос. Христианство идеализирует страдания, мистифицирует их смысл. Идеи С. к. нашли свое воплощение в аскетизме. С. к. играл реакц. роль в эксплуатат. об-ве, мистифицируя подлинные источники страданий людей, вну­шая им идею „спасительности , безропотного перенесения неспра­ведливости, воспитывая пассив­ность, неуверенность в своих си­лах. В социалистич. об-ве, где ликвидированы соц.-клас. основы страданий и С. к., в церк. пропо­ведях гл. обр. речь идет о страда­ниях, вызванных физич. недугом, потерей близких и т. п.; им пыта­ются придать гуманизированный характер, делается акцент не на самом страдании, а на сострадании как проявлении любви к ближ­нему. Такое толкование С. к. про­тиворечит духу христ. традиции, букве „св. писания и является еще одним свидетельством кризи­са религ. идеологии в условиях социалистич. об-ва.

СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК - см. Бегунский толк.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ - в христ. церквах последняя неделя т. н. ве­ликого поста, к-рая в богослужеб­ной практике посвящается „вос­поминаниям о страданиях спаси­теля . Рассматривая посты как „время покаяния в грехах , духо­венство использует С. н. для со­здания у верующих скорбного на­строения, чтобы вызвать у них „чувства раскаяния и сознания своей греховности .

СТРАСТОТЕРПНИЧЕСТВО   -   в христианстве - принцип добро­вольного, безропотного перенесе­ния различного рода страданий, насилия, физич. истязаний как сле­дование примеру Христа, разделе­ние его страдальч. судьбы, „со-распятие с ним. Католицизм и православие окружают в этой свя­зи особым ореолом святости т. н. мучеников, великомучеников и страстотерпцев „за веру . Идеологич. смысл культа С. в эксплуатат. об-ве состоит в утешении соц. ни­зов, в заглушении в них чувства протеста против несправедливо­сти, в усыплении их клас. созна­ния. В условиях социалистич. об-ва, где в обществ, сознании сформировалось непримиримое отношение ко всем проявлениям несправедливости, причиняющей людям страдания, идеи страстотер-пничества не находят сочувствия и поддержки.

СТРАХ БОЖИЙ - см. Богобояз­ненность.

СТРАХА ТЕОРИЯ - концепция, согласно к-рой возникновение ре­лигии, веры в бога объясняется наличием у человека чувства стра­ха, порождаемого господств, над ним внешних сил, неизбежностью смерти, неопределенностью буду­щего и т. д. Одушевляя и олице­творяя странные и непонятные ему силы (см. Аниматизм, Антропопатизм, Анимизм), индивид, по мнению представителей С. т., постепенно создает богов, в свою очередь повергающих верующих в ужас и требующих умилостивления. С. т. - не только достоя­ние античности (Демокрит, Лук­реций Кар и др.), ее придержива­лись Гоббс, Спиноза, Юм, Гель­веции, Гольбах, Фейербах. Послед­ний, правда, отмечал, что страх не есть достаточное основание, объясняющее религию, что он является лишь компонентом „чув­ства зависимости человека от внешнего мира (Фейербах факти­чески сводил религию к этому чувству). Не исчезла С. т. и в 20 в. .....Фетишизм, — писал, напр., А.Швейцер, - родился у первобыт­ного человека из чувства страха . Марксист.-ленин. учение не отрица­ет воздействия страха на процесс возникновения, а позднее и ук­репления религ. представлений. О страхе перед слепой силой капитала, как корне совр. рели­гии, не раз говорил Ленин. Однако марксисты не рассматривают страх в качестве первопричины религии, поскольку он сам получает объяс­нение в контексте соц.-экономич. и историч. развития об-ва.

СТРАШНЫЙ СУД - см. Эсхато­логия.

СТРИБОГ - в др.-слав. религии - бог воздушных стихий.

СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО - ересь, распространенная в Новгороде и Пскове в 14-15 вв. (название, вероятно, связано с обрядом пост­рига в причетники, или, по церк. терминологии, „стрижники , - низш. духовный сан). Соц. состав (низш. духовенство и горожане) предопределил народный характер движения. Возглавили С. дьякк Карп и Никита, казненные в IVкак еретики. Стригольники оспаривали божеств. происхождение и природу таинства священства и на этом основании отвергали иерархию церк., а также таинства при­чащения, покаяния, крещения. С. выступало за предоставление ми­рянам права проповедования. Т. обр., программа С. сближала это движение с городскими ереся­ми Зап. Европы, т. к. требовала „дешевой церкви, упразднения духовенства как особой корпора­ции и передачи его функций мирянам, предвосхищая тем самым тре­бования Реформации.

СТУПА (санскр.) - в буддизме -вид сооружений, восходящий к могильным курганам. В ран­нем буддизме С. выступали в роли хранилищ „святынь , напр, первые 8 С, по преданию, были хранилищами мощей Будды. В позднем буддизме более харак­терны С. — мемориалы в честь к.-л. событий истории буддизма. Архитектурные особенности С. в каждой стране определяются местными традициями, однако наличие круга или квадрата в пла­не - обязат. элемент. В системе будд, символики С. рассматрива­ется как символ Вселенной.

СУББОТА (евр. - шаббат) - день покоя, релит, праздник в иудаиз­ме и в нек-рых христ. сектах [суб­ботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен богом. Сотворив мир в 6 дней, бог почил в 7-й день, „благословил... и освятил его (Быт. 2:1—3). В действительно­сти праздник С. связан с культом луны, к-рый был широко распространен среди кародов Др. Восто­ка. По-видимому, прототипом иуд. С, являлся др.-вавилонск. Шаббату - „день празднования полнолу­ния . Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам 2 месяцев (элуль, маркесван), сбитая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его вос­приняли ханаане, у последних - др. евреи. В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и бла­годарения богу Яхве. В 2 тракта­тах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, к-рыми нельзя заниматься в С.

СУББОТНИКИ („иудействующие ) - 1) одна из религ. сект, получившая распространение сре­ди помещичьих рус. крестьян в кон. 17- нач. 18 в. в центр, районах. Создание секты было своеобраз­ной формой соц. протеста кресть­янства против крепостничества и православия. С. отвергали правосл. церковь и христ. вероучение. Св. книгой считали Ветхий завет. Не признавали троицу, а верили в единого бога. Христа считали одним из „пророков . Подобно иудеям, праздновали субботу, а не воскресенье, отрицали почитание икон, придерживались ряда пище­вых ограничений, давали своим де­тям евр. имена, соблюдали обряд обрезания. Исповедание С. иудаиз­ма с его догматикой, сложными ритуалами и обрядами способство­вало замкнутости их общин. В 19 в. насчитывалось несколько десят­ков тысяч С. Впоследствии секта растеряла своих последователей. В наст. вр. отд. группы С. имеются в Воронежской и др. обл., а также в Армении и Азербайджане, где они трансформировались в своеоб­разные религ.-этич. группы; 2) субботниками часто называют адвентистов седьмого дня, считаю­щих субботу праздничным днем.

СУБЪЕКТ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - учрежде­ния и орг-ции, направляющие и ведущие атеистич. работу; кадры исследователей, организаторов и пропагандистов науч. атеизма, сос­тавляющие значит, часть сформированной и воспитанной Коммунистич. партией армии идеологич. работников. Особенно важную ра­боту ведут пропагандисты и орга­низаторы атеистич. воспитания непосредственно в трудовых кол-вах - на предприятиях, в учреж­дениях, совхозах, колхозах и т. д. Широко привлекается к атеистич. воспитанию технич. интеллигенция, специалисты сельского хознва, мед­работники. В совр. условиях науч.-атеистич. кадры должны обладать глубокими знаниями теории и практики науч. атеизма, понимани­ем его роли и места в духовной жизни развитого социалистич. об-ва, применять комплексный подход к постановке атеистич. воспитания, изучать состояние религ. орг-ций и новые тенденции в их деятельности, правильно оце­нивать роль атеизма и религии в совр. идеологич. борьбе.

СУД ЦЕРКОВНЫЙ - религ. право­вой институт и система судебно-следств. учреждений в христ. церк­вах. В юрисдикции С. ц. находились вопросы брака, клятвопреступле­ния, дисциплина священнослужи­телей и т. п. С. ц. — политич. ору­дие церк. верхушки и правящих классов в борьбе против свободо­мыслия, антицерк. движений, а также против революц. выступ­лений масс. В католич. церкви С. ц. существовал в форме инкви­зиции. В наст. вр. он сохраняется в католицизме, во мн. протест, и правосл. церквах. В странах, где церковь не отделена от гос-ва, С. ц. является частью гос. судебной системы.

СУДЬБА, участь, доля - антинауч. представление о сверхъестеств. предопределенности, неиз­бежности событий и поступков в жизни людей. В др.-греч. мифоло­гии олицетворялась в образах бо­гинь - мойр (у римлян - парки). См. также Фатализм, Фатум, Пре­допределение.

СУЕВЕРИЕ предрассудок, в си­лу к-рого мн. происходящее пред­ставляется проявлением сверхъестеств. сип и предзнаменованием. Служители различных религий часто относят к С. все непризнавае-мые ими верования как не имею­щие под собой никаких оснований. По существу же сама вера в су­ществование сверхъестеств. сил есть С. У религии общие истоки с т. н. бытовыми С. (верой в при­меты, вещие сны, гадания и др.). Религ. и суеверные представления возникли в первобытн. об-ве и были порождены бессилием наших далеких предков в борьбе с сила­ми природы. Продолжая сущест­вовать в совр. условиях, С. неред­ко приводят людей к религии. По­этому задача преодоления религ. предрассудков неразрывно связа­на с преодолением различных С. Она реализуется в процессе подъ­ема культурного и образоват. уровня масс, последоват. и целенаправл. работы по распростране­нию науч. знаний, по атеистич. воспитанию. Особую важность приобретает борьба с суеверными представлениями подрастающего поколения.

СУККОТ, кущи - осенний земле­дельческий праздник др. евреев. В иудаизме оказался связанным с мифом об исходе евреев из Египта. Последний день праздника С. называется симхат-гора (ра­дость Торы). В этот день в синаго­гах совершаются торжеств, про­цессии людей со свитками Торы в руках, поющих хвалебные псал­мы в честь бога Яхве. Симхат-тору раввины установили в связи с тем, что в этот день заканчивается годичный цикл публичного (в си­нагогах) чтения Торы и начинается его повторное годичное чтение. Таким толкованием заключит, дня С. иуд. духовенство окончательно затушевало первонач. бытовой ха­рактер С. и превратило его в чисто религ. праздник.

СУННА (араб. - обыкновение, об­раз действий, поведение) - св. предание ислама, изложенное в рас­сказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение ис­точника, поясняющего и дополняю­щего Коран и служащего второй (после Корана) основой мусульм. права. Сложение С. восходит ко вт. пол. 7 - нач. 8 в. 6 сборников С. — главные из них составлены аль-Бухари (810-870) и Муслимом (817-875) - играют роль канони­ческих. Наряду с преобладающим легенд, материалом С. содержит историч. данные, характеризую­щие процессы развития ислама и положение разных соц. слоев в первые 2 столетия Халифата. Истолковывая С, совр. мусульм. богословие, как правило, модер­низирует ее.

СУННИЗМ - наиболее многочисл. из 2 (наряду с шиизмом) направ­лений ислама. Приверженцы С. - сунниты - живут в основном в Азии и Африке (в Пакистане, Бангладеш, Индии, Индонезии, Малайзии, Китае, Афганистане, Турции, Сирии, Ливане, Сауд. Ара­вии и др. странах Аравийского п-ова и Персидского залива, в Иор­дании, Иране, странах Сев., Вост. и Зап. Африки), также в СССР, Болгарии, Югославии, Албании, на Кипре и в США. Возник С. во вт. пол. 7 в. в Аравии, а в 8-12 вв. в ходе религ.-политич. борьбы в Халифате оформился как гос­подств, направление ислама. Сун­ниты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличиваю­щей помимо пророка Мухаммеда и халифа Али ряд халифов, отвер­гаемых шиитами. В С. 4 школы (см. Мазхаб) религ.-юридич. тол­ка. В нашей стране из них сейчас действуют ханифиты и шафииты. Как религ. направление С. ныне не централизован. С кон. 8 - нач. 9 в. в С. возникли мистич. тече­ния - суфизм и др., в 18-19 вв. развились пуритан, религ.-поли­тич. направления (ваххабизм), а в 19-20 вв. реформац.-модер­нист, течения. Важнейшие места ежегодн. паломничества мусуль­ман (хаджжа) - Мекка и Медина.

СУРА - см. Коран.

СУТРЫ (от санскр. - нить) - краткое изложение в форме лако­ничных изречений религ.-филос. учений Др. Индии; вид религ.-филос. литры. В брахманизме С. - основанное на Ведах практич. руководство по культу и поведению в жизни, якобы внушен­ное богом. В буддизме С. - части св. канонич. сборников, напр. сутта-питака.

СУТТА-НИПАТА, пали - часть сутты-питаки (трипитаки), состоя­щая из стихотворных произведе­ний, посвященных изложению мо­рали раннего буддизма.

СУТТА-ПИТАКА - см. Трипитака.

СУФИЗМ - мистич. направление в исламе. Название происходит от араб, суфи, что переводится как „шерсть . Первоначально су­фии, т. е. „одетые в шерстяной плащ , проповедовали идею пол­ного отречения от индивид, воли. Затем развивается учение о мис­тич. любви с использованием сим­волики классич. перс, поэзии. Впоследствии С. приобретает более спекулятивный и пантеистич. характер, сохраняя квиетизм и набожность. Для эволюции С. важны внемусульм. тенденции. Христианство в лице отшельни­ков и неортодокс, сект оказало большое влияние на С. Сильным было и воздействие буддизма. Чаще всего выделяют 4 ступени С: 1) „шариат - неукоснит. исполнение законов мусульм. религии; 2) „тарикат - период послушничества в роли „мюрида при авторитарном суфийском „старце (шейхе, пире); стремле­ние путем молитвы и напряжен­ного созерцания, а также радений убить личную волю; 3) „марифат — познание не умом, а серд­цем единства Вселенной в боге (мир — это эманация бога), равен­ство всех религий (одинаковых лучей единого солнца), относи­тельность добра и зла; 4) „хакыхат (истина) — полное отождест­вление познавшего с божеством. С. оказал влияние на вес области духовной жизни мусульм. Восто­ка - религ. догматику, филосо­фию, этику, лит-ру, поэзию.

„СУЩНОСТЬ    ХРИСТИАНСТВА („Das Wesen des Christentums , Лейпциг, 1841) - одна из осн. работ Л. Фейербаха, переведена на мн. европ. языки. Первый рус. перевод вышел в Лондоне в 1861. „С. х. сыграла большую роль в истории материализма и атеизма. Фейербах показывает антинауч­ность религии и идеализма, под­черкивает их идейн. родство. Религия определяется им как лож­ное, фантастич. отражение дейст­вительности. Критич. анализ религ. идей сочетается с выводом о необ­ходимости искоренения веры в бо­га. Много внимания уделено про­исхождению религии, особенно христианства. В „С. х. Фейербах показал, что природа существует независимо от познания, что вне природы и человека нет ничего. Но вопреки материалистич. и ате-истич. положениям своей книги Фейербах выдвигает в ней идею о создании новой религии, религии всеобщей любви. „С. х. сыграла большую роль в развитии передо­вого обществ, сознания, оказала громадное влияние на представи­телей прогрес. слоев нем. об-ва перед революцией 1848. Об этом свидетельствуют работы К. Марк­са и Ф. Энгельса „Святое семейст­во и Ф. Энгельса „Людвиг Фейер­бах и конец классической немец­кой философии . Имя Фейербаха после опубликования „С. х. стало символом борьбы с темнотой, суеверием, деспотизмом.

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. С глубо­кой древности люди создавали учения о С. ч., его природе и месте в мироздании. Стихийно-материалистич. представления о человеке как части природы присущи устно­му народному творчеству, мате­риалистич. филос. учениям древно­сти. В религ. мифах понимание С. ч. преломляется через призму идеи сверхъестественного, в к-рой мистифицирован опыт поражений и неудач, бессилие человека в борь­бе с природой и стихией обществ, процесса в антагонистич. об-ве. Создавший богов по своему обра­зу и подобию, человек сознает себя их творением, образом и подоби­ем, фантастически раздваивается на естеств. человека (тело) и его сверхъестеств. двойника (душу). В связи с возникновением религ. идеологии клас. об-ва фантастич. представления о С. ч. очищаются от наивной образности, дуализм в религ. антропологии углубляется. Мистифицируя соц. С. ч., теология отделяет человеч. свойства и спо­собности от реального человека, превращает их в абсолютные и объявляет атрибутами фантастич. существа. В условиях совр. кризи­са религии ряд теологов ставят вопрос об оформлении „богосл. антропологии в качестве само­стоят, дисциплины, базовой теологич. и филос. науки. Отвергая ре­лиг. и идеалистич. понимание С. ч., марксизм преодолевает и ограни­ченность созерцат., внеисторич. истолкования человека. „Сущ­ность человека, — писал К. Маркс, - не есть абстракт, присущий отдель­ному индивиду. В своей деятель­ности она есть совокупность всех общественных отношений (т. 3, с. 3). Человек меняется в ходе активного преобразования мира, развития производит, сил и произ­водств, отношений. „Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, ко­торую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто дан­ное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде „субстанции и в г виде „сущности человека , что они обожествляли и с чем боролись (с. 37).

СФИНКС (греч. sphinx - души-тельница) - фантастич. существо с львиным телом и человеч. голо­вой, заимствованное в Др. Греции из Др. Египта. Греч, миф расска­зывает о С, к-рый обитал на скале близ Фив, задавал путникам загад­ку и убивал не сумевших ее разга­дать.

СХИЗМА (греч. - раскол) - этим словом обозначаются любые церк. разделения, распри. Позднее С. стали называть те из них, к-рые не сопровождались отказом от признания церк. догматов. В этом отличие С. от ереси. Католич. цер­ковь считала С. разделение церк­вей, при к-ром было нарушено церк. единство, но отколовшиеся церкви сохранили верность церк. догмам, и называла схизматиками последователей православия.

СХИМА (греч. — монаш. облаче­ние, букв. - внешний вид, фор­ма) — в православии — особая, высш. „степень монашества, предписывающая затвор в монас­тыре и соблюдение особо строгих монаш. правил. Посвященные в С. назывались схимниками.

СХОЛАСТИКА (от лат. schola - школа) — ср.-век. философия в Европе 11—14 вв., стремившаяся дать теоретич. обоснование религ. мировоззрению. Осн. идея орто­докс. С. - „рациональное обосно­вание религ. догм путем примене­ния логич. методов доказательст­ва. Отражая господство в ср.-век. феод, об-ве религии и церкви, С. исходила из признания за филосо­фией роли служанки богословия. Для С. характерен авторитаризм мышления, исходящего из непре­ложных истин откровения и вы­двигающего на первое место авто­ритет „св. писания , а также тво­рений „отцов церкви , постанов­лений вселен. соборов и т. д. С. осуществила систематизацию христ. вероучения и создала своды („суммы ) католич. богословия, используя филос. наследие Арис­тотеля и неоплатонич. традицию в христ. переработке (ареопагитики). В рамках схоластич. метода получила развитие борьба 2 тен­денций в философии - идеалисти­ческой (реализм, служивший фи­лос. базой католицизма) и оппо-зиц. ей филос. течений (номина­лизм, аверроизм, скотизм, оккамизм), выражавших материалистич. тенденции в развитии ср.-век. филос. мысли. Уже в 15 в. становится очевидной несовмести­мость схоластич. метода с дальней­шим развитием естествознания, и С. приходит в состояние глубо­кого упадка.

СЧАСТЬЕ — внутр. удовлетворен­ность жизнью, сознание полноты своего бытия, осуществления це­лей и желаний. Представления лю­дей о С, о том, что нужно для С, весьма различны, что обусловлено историч., соц. причинами, индивид, склонностями. Религ. учения объ­являли тщетными и даже грехов­ными попытки достичь С. в земной жизни, указывали на иллюзор­ность, „неистинность бытия, при­зывали не придавать самодовлею­щего значения земному существо­ванию - „не любить ни мира, ни того, что в мире . Этим они пыта­лись дать утешение в невзгодах и одновременно гасили стремления людей перестроить действитель­ность. Мн. совр. теологи говорят о борьбе за земное С, об устрое­нии земного рая, вступая при этом в глубокое противоречие с одной из основ религ. миропонимания - с принципом отречения от мира как неистинного и греховного. Наиболее радикальные теологи (из числа протестантских) идут в этом направлении еще даль­ше — по пути отрицания поту­стороннего мира. Науч. атеизм, основывающийся на идеалах коммунизма, признает право человека на С. и его реальную достижимость. В условиях эксплуатат. об-ва мечты большинства людей о С. связывались в основ­ном с материальными благами, внешними условиями. С, однако, зависит и от субъективных фак­торов. Исполнение желаний еще не гарантирует С: необходимы и внутр. предпосылки, способ­ность человека быть счастливым. В процессе революц. переустройст­ва мира, коммунистич. строитель­ства создаются как объективные, так и субъективные условия С: происходит перестройка внутр. мира личности.

СЮНЬ-ЦЗЫ (ок. 313-238 до н.э.) - др.-кит. философ, последователь Конфуция. Учение С.-д., изложен­ное в написанном им трактате „Сюнь-цзы , включало в себя эле­менты материализма и атеизма. С.-ц. отрицал существование ду­хов и демонов, полагал, что не су­ществует ни бога, ни др. сверхъестеств. сил, к-рые могли бы рас­поряжаться природой. Он высту­пал против ряда распространен­ных в его время религ. обрядов, напр, моления о дожде. В своем этич. учении С.-ц. исходил из того, что человек по своей природе зол, а добродетельным он стано­вится благодаря обучению и вос­питанию.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Словарь Атеиста:

ВАА - ВНУ

ВААЛ, Баал (финик. — влады­ка) - др. общесемитское боже­ство, почиталось в Финикии, Пале­стине и Сирии. В. считался власти­телем земли, дождя и грозы, по­кровителем городов и жи...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...