Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




РАБ - РЯС

Понятия и определения - Атеистический словарь

PA - в др.-егип. религии - бог солнца. Культ Р. возник, по-ви­димому, в нач. 3-го тысячелетия до н. э. Позднее Р. был отожде­ствлен   с   богом  Фив Амоном.

РАБЛЕ Франсуа (ок. 1494-1553) - франц. писатель-гума­нист, скептически относился к религ, догматам, выступал против религ. фанатизма. Роман Р. „Гаргантюа и Пантагрюэль подвергал­ся запрету за свободомыслие. Гл. идея романа - отрицание аске­тизма, прославление всесторонне­го, духовного и телесного, удов­летворения потребностей и безгра­ничного развития личности. Мечту о счастливой жизни Р. воплотил в утопии Телемского аббатства - фантастич. проекте организации монастыря, где мужчины и женщи­ны ведут свободный образ жизни, где нет угнетения ни со стороны феодалов, ни со стороны церкви.

РАБОЧИЙ АПОСТОЛАТ - при­влечение верующих трудящихся к практич. решению политич. задач, стоящих перед католич. церковью. С этой целью в различных странах были созданы многочисл. клерик. орг-ции, призванные распростра­нять среди рабочих соц. доктрину церкви, препятствуя их участию в клас. борьбе.

РАВВИН (от др.-евр. рабби - мой учитель) - служитель культа в иудаизме, судья по вопросам ре­лиг. и семейной жизни в евр. об­щине. Коллегия Р., раввинат, тол­кует предписания Талмуда, при­спосабливая их к соц. условиям, стремится главенствовать во всей духовной и политич. жизни народ­ных масс, особенно в совр. Израи­ле, где он практич. выполняет ряд гос. функций.

РАДЕНИЯ - форма коллективно­го богослужения (моления) в нек-рых старых рус. сектах: христововеров, скопцов, молокан-прыгу­нов и др. Во время Р. члены сектант, общин, одетые в белые до пят одежды, босиком, ходили по кругу, подскакивая и выкри­кивая: „Ой, дух! Ой, бог! Царь бог! Царь дух! и т. п. Нередко имело место и самобичевание. Из­нуренные постами, находясь в состоянии нервно-психич. возбуж­дения, сектанты впадали в экстаз, доходя до слух, и зрит, галлюци­наций, произносили бессмыслен­ные слова (глоссолалия), изрека­ли „пророчества , переживали особую “духовную радость от „накатывания духа . Р. во многом схожи с молитв, собраниями нек-рых   пятидесятнических   общин.

РАДЖАБ-БАЙРАМ - см. Мирадж.

„РАДЖОНЕ (итал. „Ragione -„Разум ) - журн., орган Нац. ассоциации свободомыслящих Ита­лии „Джордано Бруно . Издается с 1854. В наст. вр. выходит раз в 2 месяца. На страницах „Р. публикуются материалы по между­народ, и внутриполитич. пробле­матике, дается информация о дея­тельности орг-ций свободомысля­щих в разл. странах мира, печа­таются статьи религиовед, харак­тера, освещаются вопросы истории свободомыслия и атеизма. „Р. выступает против империализма, колониализма, фашизма, за мир, демократию и соц. прогресс.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - основоположник рус. революц. традиции, писатель, философ-материалист. Осн. филос. трактат — „О человеке, его смерт­ности и бессмертии . Р. сознатель­но сталкивает в этом произведе­нии доводы материализма и идеа­лизма по вопросу о смертности и бессмертии души. И хотя Р. предо­ставляет читателю самому сделать выбор, объективная слабость аргу­ментов идеализма бросается в гла­за. Р. отвергает вывод о бессмер­тии души. Вместе с тем он-показывает, что ряд фактов активности сознания невозможно совместить с исходными посылками механи-стич. материализма, к-рых ом сам придерживался.

РАДКЛИФФ БРАУН Алфред Реджиналд (1881 1955) - англ. этно­граф и социолог, один из осново­положников функционалист, на­правления в совр. бурж. этногра­фии. Обосновывал идеи „соц. антропологии познания общих законов соц. и культурного разви­тия путем изучения совр. состоя­ния народов, находящихся на ста­дии иервобытн. об-ва.

РАДУНИЦА, радоница, навий день (др.-рус. навь покойник) - день поминовения умерших у вост. славян. По др. традиции во время Р. совершались трапезы на моги­лах родителей и близких родствен­ников. Правосл. церковь включи­ла Р. в свой культ и приурочила ее к первой неделе после пасхи. В этот день проводятся богослужения, сохраняется и традиция посещать кладбища, к-рая привлекает ныне людей в большей степени, чем по­минальные службы в храмах.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ - разде­ление христ. церкви на зап. и вост., христианства - на православие и католицизм. В основе Р. ц. лежали глубокие соц.-экономич. и поли­тич. противоречия между зап.-европ. и визант. феодалами, борь­ба за верховенство в церкви и за церк. доходы между римск. папа­ми и константиноп. патриархами. Разделение Римск. империи на Зап. и Вост. (кон. 4 в.) привело к обра­зованию 2 религ. центров: в Риме и в Константинополе, между к-ры-ми к 7 в. выявились различия в догматике, обрядах, организации. Особенно обострились противоре­чия между ними во вт. пол. 9 в. из-за стремления римск. папы и константиноп. патриарха к гос­подству над церковью Болгарии, принявшей христианство, и из-за споров о филиокве. Традиционно датой Р. ц. считается 1054, когда углублявшиеся разногласии при­вели к тому, что папа Лев IX и пат­риарх  Кируларий  предали друг друга анафеме. В 1965 па II Вати­кан, соборе папа Павел VI и Кон­стантином, патриарх Афинагор I объявили о своемрешении „пре­дать забвению анафемы 1054. Это решение явилось результатом совр. экуменич. устремлений христ. церквей.

РАЗУМА КУЛЬТ торжества, про­водимые в период франц. бурж. революции в Париже и провинци­ях но инициативе представителей крайнего санкюлотизма. Р. к. по­рожден движением за дехристианизацию и подъемом революц. патриотизма. Р. к. не носил религ. характера. „Культом его можно назвать лишь потому, что в нем фигурировал ряд обрядов и символич. церемоний, напоминающих религ. культ: церк. здания были переименованы в храмы Разума, статуи святых были заменены бюс­тами героев революции. Робеспьер запретил проведение „праздников Разума и попытался противопо­ставить христианству и Р. к. вер­хов ного существа культ.

РАЙ - см. Ад и Рай.

РАЙ Раммохан, Рам Мохан Рой (1772-1833) - инд. обществ, дея­тель, религ. реформатор, идеолог неоиндуизма. Р. Р. критиковал ор­тодокс, индуизм за его политеизм, идолопоклонство, кастовое деле­ние, самосожжение вдов и т. п., развивал идею равенства людей перед единым богом, к-рого пред­ставлял неперсонифицированным универсумом. Р. Р. разработал религ.-филос. систему, в к-рой объе­динил элементы индуизма, ислама и христианства.

РАЙНИС Ян (наст, фамилия Плиекшанс Янис, 1865-1929) - ла­тышек, революц. поэт. Р. был убежденным материалистом и во­инств, атеистом. В своих произ­ведениях он критиковал пропо­ведь покорности, фатализма, телеологизма; религ. идеологию считал выражением интересов гос­подств, классов капиталистич. об-ва. Р. писал, что человек будущего должен быть свободным от рели­гии, призывал к борьбе с нею.

РАМА (санскр. милый, краси­вый) в др.-инд. эпосе “Рамаяна и „Махабхарата сын царя Дашаратхи, мифич. герой, совершив­ший поход из Сев. Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для осво­бождения своей жены Ситы, похи­щенной демоном Раваной. Р. по­читается в индуизме как одно из земных воплощений (7-я аватара) бога Вишну, является (наряду с Кришной) объектом поклонения верующих.

РАМАЗАН  (араб. рамадан) 9-й месяц лунного мусульм. года. В Р. мусульмане, согласно Корану и   шариату,   обязаны  соблюдать пост — уразу.

РАМАКРИШНА (Гададхар Чаттер-джи, 1836-1886) - реформатор индуизма. Развил идеи вишишты-адвайты, признающей реальность посюстороннего мира, рассматри­вающей его как часть абсолюта - брахмана. Опираясь на идеалистич. учение веданты о бессмертии ду­ши, проповедовал равенство лю­дей. Отстаивал идеи улучшения мира путем ликвидации религ. различий. Обществ, деятельность Р. понимал как всеобщую заботу о „духовном совершенствовании . Хотя проповедь Р. носила харак­тер пассивного протеста, она при­зывала к нац. единству.

РАМАНУДЖА (11 — 12 вв.) - инд. религ. философ, основатель на­правления вишишты-адвайты (т.н. ограниченного монизма) школы веданта, являющейся филос. обос­нованием индуизма. В своих ком­ментариях к „Бхагавадгите , „Брахмасутре и др. произведени­ях Р. провозгласил вечно и реаль­но существующими материю и души, считая их частями бога. Бог, по Р., - это целое, а материя и ду­ши - части его. Идеи Р. явились основой мн. течений в  бхакти.

„РАМАЯНА - др.-инд. эпич. поэ­ма. Создана одновременно с „Махабхаратой или даже ранее; при­писывается легенд, поэту Вальмики. Повествует о подвигах народ­ного героя Рамы, борца со злом, защитника добра. „Р. в средние века стала одной из св. книг виш­нуизма, а Рама почитался как одно из воплощений Вишну.

РАНОВИЧ Абрам Борисович (1885 1948) сов. историк, ав­тор науч. и науч.-ионулярных ра­бот по истории иудаизма и христи­анства. Р. перевел на рус. язык ряд первоисточников по истории религии и атеизма, сопроводив их комментариями. Осн. работы: „Происхождение христианских та­инств (1931), „Очерк истории древнееврейской религии (1937), „Очерк истории раннехристиан­ской церкви (1941) и др.

РАСКОЛ - религ.-обществ. дви­жение в России, к-рое возн. в сере­дине 17 в. и привело к разделению в рус. правосл. церкви, к образо­ванию старообрядчества. Причины Р. коренились в обострении клас. борьбы, вызванной централиза­цией рус. гос-ва и укреплением самодержавия. Церк. реформа пат­риарха Никона была направлена на централизацию церкви, на борьбу с автономией местных церквей и монастырей, на ликвидацию прин­ципа соборности. Несмотря на то что реформа не затрагивала основ православия, а касалась несуществ, деталей обрядовой практики, она вызвала решит, протест со сторо­ны бывших членов „кружка рев­нителей благочестия (в к-рый ранее входил и Никон) протопо­пов И. Неронова, Аввакума, Дани­ила, Логтина и др. Они выступали против нововведений, обвинив греч. церковь в отступлении от „древлего благочестия . Против­ники реформы подверглись жесто­ким преследованиям. Это придало им ореол защитников „истинного православия и обеспечило под­держку различных слоев об-ва, к-рым импонировала идеология Р. После церк. собора 1666—1667, принявшего решение предать ана­феме противников реформы и подвергнуть их репрессиям, дви­жение Р. приняло массовый харак­тер. Жестокие преследования вы­нуждали приверженцев старой ве­ры бежать в глухие места Севера, Поволжья, Сибири и создавать там свои общины.

„РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ под та­ким названием вошел в историю почти 40-летний (1378-1417) „смутный период в судьбах пап­ства. Он начался с избрания в Риме (впервые после 70-лстнего „авинь­онского пленения ) папы-италь­янца Урбана VI (1378-1389). Од­новременно под давлением франц. короля Карла V часть кардиналов избрала папой Роберта Женевского (1378-1394), принявшего имя Климента VII. Урбан VI пребывал в Риме, а его соперник - в Авиньо­не. Создалось своеобразное двое-папство, разделившее католич. мир на 2 враждующих лагеря, в борьбе к-рых активное участие принима­ли монархи, местные феодалы и городские власти. В этом факте отразилась борьба за власть раз­личных политич. группировок в феод. Европе того времени. До 1417 папский престол занима­ли одновременно двое, а порой и трое пап, яростно боровшихся друг с другом. „Р. В. нанес зна­чительный ущерб авторитету папства и католич. церкви в целом. Конец „Р. В. положил Констанцский собор, открывшийся в 1414. Он низложил правивших тогда 3 пап и избрал нового понтифи­ка - Мартина V (1417-1431). С избранием Мартина V „смутное время в истории папства окончи­лось.

РАСПУТИН (Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865-1916) - авантюрист, использовавший мис­тицизм и суеверие рус. царств, фа­милии и высшей аристократии в своих честолюбивых и корыстных целях. Старался убедить правящ. круги об-ва в том, что он обладает даром прорицания и чудотворения. Имел огромное влияние на царя Николая II и императрицу, что да­вало ему возможность заниматься финансовыми махинациями, взя­точничеством, а также неприкры­тым развратом, ставшим достоя­нием широкой гласности. Был убит группой монархистов, к-рые рассчитывали т. о. укрепить рус. престол.

РАСПЯТИЕ (лат. crucifixio, букв. - укрепление на кресте) — по евангелиям - казнь и смерть Христа на кресте. Р. называют также крест с фигурой Христа, являю­щийся объектом поклонения, осо­бенно в католицизме, и др. изобра­жения Христа на кресте, нередко встречающиеся в христ. культо­вом искусстве.

РАССЕЛ Бертран (1872 1970) - англ. философ-позитивист, логик, обществ, деятель. Продолжал ли­нию атеизма бурж. и рационализ­ма. Идеалистич. взгляды обусло­вили его непоследовательность в критике религии, подход к ней лишь с позиций „науки и здравого смысла , как к своего рода „ме­тафизике , непонимание соц. и гносеологич. корней религии, ее мировоззренч. противоположно­сти науке. Р. отвергал осн. догма­ты христианства, доказательства бытия божия, отрицал религ. мораль, видел основу религии в стра­хе, считал науку средством утвер­ждения человека.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный) - 1) в философии -направление й теории познания, считающее, что разум является источником и критерием досто­верности знаний. Крупные пред­ставители Р.: Р. Декарт, Б. Спино­за, Г. Лейбниц. Р. отрывает мыш­ление от чувствен, восприятия, тогда как в действительности чувствен, опыт и обществ, прак­тика являются источником позна­ния, а мышление перерабатывает данные чувствен. опыта, достигая более глубокого понимания отра­жаемой в ощущениях объектив­ной реальности; 2) в богословии - направление, согласно, к-рому при­емлемы только догматы веры, согласующиеся с логикой и дово­дами разума. Группы богословов различных религий в разное время провозгласили возможность по­стичь т. н. богооткровенные исти­ны с помощью разума вопреки господствовавшему в офиц. релкг. доктринах (особенно в средние века) иррационализму, мистициз­му. В ср.-век. христ. схоластике богословом, теологич. система к-рого претендует на рациональ­ность, был Фома Аквинский. Его учение официально признано католич. церковью. В результате Ре­формации элемент Р. был внесен и в вероучение протестантизма. В 18-19 вв. рационалистическо-теологич. концепции получили широкое распространение в протест, церквах. Под натиском достиже­ний совр. науки большинство бо­гословов вынуждены в наст. вр. признать несовместимость религ. догматов с требованиями разума. Они отходят от Р., ориентируясь на мистику.

РЕАЛИЗМ НАИВНЫЙ (от позднелат. realis - действительный) - естеств., стихийное, опирающееся на повседневный опыт и практику убеждение каждого человека в том, что мир существует незави­симо от нас, от нашего сознания, нашего ощущения. Это „наивное убеждение человечества сознатель­но кладется материализмом в ос­нову его теории познания (Ленин В. И. ПСС, т. 18, с. 66).

РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ - направление в ср.-век. схоластике, к-рое продолжало линию Платона по вопросу о соотношении поня­тия и объективного мира, общего и единичного и являлось филос. основой католицизма. С 10 по 14 в. шел спор об универсалиях (общих понятиях, идеях): суще­ствуют ли они реально и предше­ствуют ли появлению единичных вещей. Сторонники т. н. крайнего Р. (Эриугена) утверждали, что уни­версалии существуют идеально, до вещей. Представители умеренного Р. (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Противоположную Р. т. зр. на универсалии выражали привержен­цы номинализма: универсалии существуют после вещи, это про­сто слова.

РЕАЛЬНОСТЬ - в марксист, фи­лософии - понятие, обозначающее совокупность всего существующе­го в отличие от того, что не суще­ствует. Различаются объективная Р., или материальный мир во всех его формах и проявлениях, и Р. субъективная, представляющая совокупность образов и состояний сознания. Объективная Р. сущест­вует независимо от сознания чело­века. Субъективные образы и сос­тояния, хотя они в конечном итоге порождены воздействием мате­риального мира на органы чувств и мозг человека и отражают мате­риальный мир, представляют внутр. проявление деятельности сознания. В условиях, когда соц. отношения, уровень обществ, прак­тики, накопленные об-вом знания не обеспечивают контроля над процессом отражения каких-то су­щественных для людей факторов объективной Р., в сознании возни­кают образы, искаженно отражаю­щие эти факторы, причем порой возникшие образы теряют сходст­во с отражаемым. Именно такими являются религ. образы, возни­кающие как иллюзорно-фантастич. отражения природных и соц. сил, господствующих над людьми в их повседневной жизни.

РЕВИВАЛИЗМ (от англ. revival - возрождение) - религ. движение в протестантизме за духовное „возрождение посредством уси­ления религиозности. Специфич. явление религ. жизни протест, церквей и сект, начиная с 18 в., прежде всего в США, а также в нек-рых странах Европы (Анг­лия и др.). Характерно для пре­свитериан, конгрегационалистов и особенно баптистов и методис­тов. В Р. на первый план выступа­ют религ. этика, эмоции и хариз­ма. В руках реакц. буржуазии Р. стал орудием религ. спекуляции, оглупления масс, средством от­вода революц. настроений трудя­щихся в религ. русло. Традиции Р. пытаются возродить в СССР нек-рые сектант, течения, напр, сторон­ники Совета церквей ЕХБ.

РЕВИЗИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ. Ис­кажение революц. сущности марк­сизма-ленинизма оппортунистами и ревизионистами связано не толь­ко с пересмотром (ревизией) его экономич., филос, политич. уче­ния, но и фундамент, марксистско-ленинских оценок религии, ее соц.-политич. функции. На относитель­но раннем этапе ревизии марксизма Э. Берншгейн, К. Каутский и др. стремились смягчить марксист, критику религии, представить ре­лигию фактором соц. прогресса. Оппортунистич. лидеры II Интерна­ционала утверждали, что религия является частным делом для пар­тии рабочего класса, и этим оправ­дывали возможность сосущество­вания марксист, и религ. мировоз­зрений. „Левый ревизионизм объ­являл войну с религией, требовал ее адм. запрещения. В. И. Ленин убедительно показал, что оба эти подхода не являются научными и противоречат принципам, целям и политике марксистско-ленинской партии. Ссылаясь на то, что рели­гия ныне будто бы стала другой, что она изменила свою ориентацию, совр. правооппортунистич. теоре­тики требуют пересмотра данного К. Марксом определения религии как „опиума народа , к-рое В. И. Ленин назвал „краеугольным кам­нем всего миросозерцания марк­сизма в вопросе о религии (т. 17, с. 416). Отказ от марксистско-ленинской оценки религии они рассматривают как одно из усло­вий плодотворного сотрудничест­ва коммунистов и верующих в борьбе за общие цели. Такая уступ­ка не может быть признана пра­вильной. Принципиальная марк­систско-ленинская оценка религии обоснована научно, она проверена историч. практикой, обществ, раз­витием в целом. Коммунисты не скрывают того, что невозможно примирение между марксизмом-ленинизмом и религией, что ис­ключается любой компромисс между ними. Другое дело - отно­шение к верующим. В последние годы получило распространение сотрудничество, диалог маркси­стов и верующих. Решит, и последоват. борьба с ревизионистами, искажающими атеизм марксист. и отстаивающими чуждую трудя­щимся массам реакц. идеологию, остается одной из важных и ак­туальных задач.

„РЕВОЛЮЦИОННАЯ    БИБЛИЯ („Новая Библия ) - христ. Биб­лия с новыми комментариями и иллюстрациями, опубликованная с разрешения местных церк. властей в Сантьяго (Чили) в 1972 группой священников - сторон­ников теологии освобождения. В 1980 в Мадриде вышло ее 17-е издание. От традиц. изданий „Р. Б. отличается характером ком­ментариев, иллюстраций, а также тем, что в качестве заставок в ней использованы цитаты из реше­ний II (1968) и III (1980) конфе­ренций СЕЛАМ (Совета епископов Лат. Америки). В комментариях к тексту книги Бытие сотворение мира интерпретируется в духе тео­рии эволюции Ч. Дарвина. Мн. чу­деса, содержащиеся в Ветхом и Новом заветах представляются как метафорич., фантастич. или назидат. рассказы. История тракту­ется как результат деятельности народных масс, к-рыми, однако, руководит бог. Иллюстрации но­сят светский характер. Среди них - фотографии бедняков, рабочих, портреты Мартина Лютера Кинга, „мятежного бразильского епис­копа Элдера Камары и т. п. „Р. Б. запрещена в странах Лат. Америки, где господствуют ультрапра­вые диктатуры.

„РЕВОЛЮЦИЯ   И ЦЕРКОВЬ   - журнал, издававшийся с 1919 по 1924 Народным комиссариатом юстиции. Отв. редактором его был П. А. Красиков. „Р. и ц. публи­ковал материалы, связанные с про­ведением декрета 1918 ,,Об отде­лении церкви от государства и школы от церкви , разоблачал контрреволюц. агитацию духовен­ства. Выходил нерегулярно. В 1921 издавался в виде газетных лист­ков. В „Р. и ц. выступали видные деятели Коммунистич. партии и Сов. гос-ва: Н. А. Семашко, А. В. Луначарский и др.

РЕДСТОКИСТЫ - группа после­дователей еванг. христиан в Рос­сии, возникшая в 1874 в Петер­бург, аристократич: об-ве под влиянием проповеднической дея­тельности англ. миссионера-еванге­листа лорда Г. Редстока (отсюда название Р.). Редсток распростра­нял традиц. для протестантизма идеи о получении спасения не че­рез добрые дела, а лишь исключи­тельно благодаря личной вере в искупит, жертву Иисуса Христа.

Его последователями стали графи­ня С. П. Ливен, граф М. М. Корф, княгиня В. Ф. Гагарина, генераль­ша Е. И. Черткова, граф А. П. Бобринский, В. А. Пашков (см. Паш-ковцы) и др.

РЕИНКАРНАЦИЯ (франц. reincar­nation - перевоплощение, олицет­ворение) - термин, выражающий веру в способность богов, духов, святых и т. д. появляться среди людей в облике человека, живот­ного, растения, даже неодушевлен­ного предмета.

РЕЙНАЛЬ Гийом Томас Франсуа (1713-1796) - представитель франц. Просвещения, историк, со­циолог. Сотрудничал в „Энцикло­педии Д. Дидро. За свои анти­феод, убеждения, критику католич. церкви и колониализма под­вергался преследованиям. Осн. труд - „Философская и полити­ческая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях (т. 1-6,1770).

РЕКВИЕМ (лат.) - заупокойное богослужение в католич. церкви; многочастное произведение для хора (обычно с симфонич. оркест­ром) на текст молитвы „Requiem aeternam dona eis („Покой вечный дам им ). Р., написанные Моцар­том, Берлиозом, Верди и др., име­ют внекультовое значение, испол­няются в концертных залах.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ - совокупность дисциплин, изучающих рели­гию. 1. Р. бурж. возникло во вт. пол. 19 в. Оно опиралось на накоп­ленный к тому времени историей, археологией, этнографией и линг­вистикой конкр. материал. Нек-рые бурж. исследователи религии (Э. Таилор и др.) пытались проти­вопоставить теологич. догмам объ­яснение религии естеств., земными причинами. Их теории в свое вре­мя играли прогрес. роль. Однако методология Р. бурж. оставалась в целом ненаучной, идеалистиче­ской. В 20 в. в Р. бурж. усиливают­ся откровенно реакц., фидеистич. и иррационалистич. тенденции, оно сближается с теологией. Совр. Р. бурж. включает в себя несколько дисциплин: историю религии, философию религии, феноменологию религии, социологию религии и психологию религии. В системе совр. бурж. идеологии Р. выполня­ет 2 осн. функции: идеологиче­скую, заключающуюся в обоснова­нии необходимости и благотворно­сти религии, и утилитарную, свя­занную с использованием социоло-гич. и психологич. исследований религиозности в целях усиления эффективности идеологич. обра­ботки масс церковью. Теоретич. методологич.   сторона   Р.  бурж. требует со стороны марксистов бескомпромиссной и острой кри­тики, что не исключает критич. использования марксистами фак-тич.    материала,    накопленного бурж.  Р.,  нек-рых его частных выводов, а также разработанных им методов и процедур эмпирич. исследований.  2.  Р.  марксист, есть применение диалектико-мате-риалистич. метода к изучению ре­лигии. Основы Р. марксист, зало­жены классиками марксизма-ле­нинизма, к-рые впервые научно объяснили сущность религии. Ре­лигия, как указывал Ф. Энгельс, есть фантастич. отражение в со­знании людей внешних сил, гос­подствующих над ними в их по­вседневной жизни. Реальные при­родные и обществ, силы, к-рые господствуют над людьми в силу их ограниченных отношений к при­роде и друг к другу, превращают­ся в сознании людей в силы незем­ные,  наделяются  ими сверхъес-теств. свойствами. В системе Р. марксист, можно выделить Р. историч. (т. е. историю религии) и теоретическое. Р. теоретич., в свою очередь, подразделяется на фило­софию религии, социологию рели­гии и психологию религии. Если Р. историч. изучает историю каж­дой религии во всем ее своеобра­зии и в хронологич. последова­тельности, то Р. теоретич. выявля­ет в развитии религии общие зако­номерности, отвлекаясь от случай­ного и несущественного. В основе Р. марксист, лежит изучение диа­лектики соц. и гносеологич. кор­ней религии. Р. марксист, является важным разделом и неотъемлемой сост. частью науч. атеизма, как особой филос. дисциплины. Без науч. объяснения религии нельзя наметить реальные пути се преодо­ления. Поэтому Р. марксист, имеет не только теоретич., но и практич. значение. Оно выступает как важ­ный методологический ориентир системы науч.-атеистического вос­питания трудящихся.

РЕЛИГИОЗНАЯ  КАРТИНА  МИРА совокупность наиболее об­щих религ. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религ. мировоззрения. Р. к. м. в опреде­ленной форме присуща всем ре­лигиям, детально разработана в развитых религ. системах. Гл. признак Р. к. м. - разделение ми­ра на сверхъестественный и естест­венный, при абсолют, господстве первого над вторым. Для Р. к. м. иудаизма, христианства, ислама, ряда др. религий характерны трехъярусное строение мира (не­беса, Земля, преисподняя), про­тивопоставление небесного (со­вершеннейшего) земному (брен­ному), ей присущи гео - и антро­поцентризм. Важнейшие элементы Р. к. м. - креационизм и эсхатоло­гия. Р. к. м. содержится в „св. книгах (Веды, Библия, Коран). Христ. картина мира сформирова­лась путем синтеза библ. идей творения и божьего промысла, космологич. элементов греч. фи­лософии и ряда естеств.-науч. представлений древности, вошед­ших в геоцентрич. систему Пто­лемея. Традиц. Р. к. м. была раз­рушена созданной естествознани­ем науч. картиной мира.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ - мировоззренч. ориентация индивида и груп­пы, выражающаяся в совокупности религ. свойств сознания, поведе­ния, отношений. Общим призна­ком, критерием религ. сознания является религ. вера, к-рая вклю­чает знание и принятие в качестве истинных религ. идей, представле­ний, понятий, мифов, и уверен­ность в объективном существова­нии сверхъестественного. Под степенью Р. понимается уровень интенсивности религ. свойств индивида и группы. Характер Р. можно определить как качественную и количественную особен­ность, специфику черт Р. индиви­да, ipynribi, населения в целом. Типы Р. - это понятия, к-рые отра­жают определенный характер Р., общий для нек-рого числа людей, и па этой основе выделяются соот-нстствующие классификац. груп­пы. Состояние Р. - это относитель­но устойчивая система религ. свойств индивида, группы. Р. изу­чается в ходе конкр. социология, исследований.

РЕЛИГИЯ (лат. rеligio набож­ность, святыня, предмет культа) одна из форм обществ, сознания, отражение действительности в иллюзорно-фантастич. образах, пред­ставлениях, понятиях. По своей сущности „всякая религия являет­ся не чем иным, как фантастиче­ским отражением в головах людей тех внешних сил, которые господ­ствуют над ними в их повседнев­ной жизни, - отражением, в кото­ром земные силы принимают фор­му неземных (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328). Р. извращает реальные отношения в природе и об-ве, наделяет их вымышленны­ми качествами и свойствами, дезо­риентирует людей в познании и преобразовании мира, закрепляет и увековечивает зависимость чело­века от стихийных природных и соц. сил. Подлинно науч., марк­сист, пониманию сущности Р. противостоят субъективно-идеалистич. (У. Джемс), биологизаторские (3. Фрейд), антропологич. (Д. Фрейзер), феноменологич. (М. Шелер), социологич. (Э. Дюркгейм) и др. концепции, с раз­личных позиций отстаивающие ее вечность и необходимость для человека и об-ва. Осн. признаком Р. является вера в реальное суще­ствование сверхъестественного (см. Вера религиозная). Р. вклю­чает в себя мировоззрение религи­озное, совокупность культовых действий (см. Культ религиоз­ный), а также чувства религиоз­ные. Возникновение Р. обусловле­но комплексом соц., гносеологич. и психологич. причин. Низкий уровень обществ, производства и связанные с ним бессилие и страх человека перед стихийными сила-ми природы, а затем непредска­зуемые последствия воздействия соц. сил неизбежно порождали “превратное мировоззрение пре­вратного мира (К. Маркс). Это­му способствовали ограниченность обществ, практики, особенности познават. деятельности человека. Соц. природа Р. обусловила и те соц. функции, к-рые она выпол­няет в об-ве (см. Функции рели­гии). Для первобытнообщин. строя типичными формами Р. были фе­тишизм, магия, тотемизм, ани­мизм. В период перехода к клас. об-ву возникают политеизм, народностно-нац. Р. Возникновение мир. религий буддизма, хрис­тианства, ислама - связано с фор­мированием феод, строя. Р. клас. об-ва, как правило, представляют собой специфич. идеологию, вклю­чающую помимо упорядоченной системы вероучения совокупность обществ.-политич., соц.-экономич., нравств.-этич., эстетич., правовых и др. идей и теорий, фиксируемых в теологии и выражающих интере­сы господств, классов и соц. групп. Нередко Р. выступала и знаменем оппозиц. соц.-политич. движений, использующих определенные ре-лиг, представления для обоснова­ния революц.-демократич. требо­ваний. Р. — преходящая форма обществ, сознания. Она возникла на ранних этапах развития челове­чества и полностью отомрет в раз­витом коммунистич. об-ве. Но это не произойдет автоматически. В преодолении Р. важная роль принадлежит не только объектив­ным, но и субъективным факто­рам. В наст. ър. Р. переживает глубокий кризис, проявляющийся в секуляризации, росте индиффе­рентизма религ., падении ее пре­стижа и обществ, значимости. В этой связи возникают новые богосл. и религ.-филос. течения и направления, ставящие задачу обновления Р. и приспособления ее к изменившимся обществ.-историч. условиям и сознанию совр. человека, реставрируются раннехрист. церк. доктрины, об­новляется весь религ. комплекс.

РЕЛИКВИИ (лат. reliquiae - остат­ки, останки) - пользующиеся религ. почитанием предметы, якобы связанные с жизнью Христа, бого­родицы, святых. К Р. относятся также мощи. Наиболее широко культ Р. распространен в католи­цизме. В католич. храмах и монас­тырях хранятся остатки „одежды Христа , кусочки „креста, на к-ром он был распят , гвозди, „к-рыми его прибивали к кресту , и т. п. Обладающие Р. храмы и монастыри привлекают многочисл. паломников и служат источником огромных доходов духовенства. В погоне за наживой церковь нередко прибегала к откровенно­му обману верующих, демонстри­руя в качестве Р. „молоко бого­родицы , „пот Христа и пр. И хотя этот обман неоднократно разоблачался, он имеет место и ныне. Примером может служить демонстрация т. н. туринской пла­щаницы, на к-рой якобы сохрани­лось изображение умершего Иису­са. Махинации служителей церкви с Р. ярко раскрыл датский писатель Г. Бергстсд (1877-1955) в сатирич. повести „Праздник святого Иоргена (1919).

РЕМОНСТРАНТЫ - см. Арминиане.

РЕНАН Жозеф Эрнест (1823-1892) - франц. писатель, историк и филолог-востоковед. В трудах „История происхождения христи­анства и „История израильского народа критиковал Библию с по­зиций тюбингенской школы, вы­сказывал предположение об исто­ричности Христа.

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - рус. художник. В ряде своих произведений с огромной реалистичностью отразил жизнь дореволюц. России, где знач. роль играла правосл. церковь. В карти­не „Крестный ход в Курской гу­бернии с большой худ. силой запечатлел реальн. событие, пока­зывающее, как церковь сеяла се­мена темноты и невежества в мас­сах. Одно из лучших полотен Р. -„Отказ от исповеди ; в нем. ут­верждается сила человеч. духа, раскрывается несостоятельность нравств. ценностей, предлагаемых церковью. Эти и др. картины Р. имеют неоценимое значение в фор­мировании негативн. отношения ко всем видам духовн. гнета.

„РЕРУМ НОВАРУМ - см. Энцик­лики пап социальные.

РЕФОРМАТЫ - приверженцы каль­винист, церквей континент.-европ. происхождения. Вероучение Р. ос­новывается на Библии, трудах Ж. Кальвина, особенно „Наставле­нии в христианской вере (1536), и различных кальвинист, „веро­исповеданиях , в части. „Бельгий­ском вероисповедании (1561), „Гейдельбергском катехизисе (1562). Богослужение Р. свели к проповеди, чтению Библии и пе­нию псалмов. Отд. общины Р. из­бирают на определенный срок по­дотчетных им пасторов и пресви­теров (старейшин). Служители культа нескольких соседних об­щин составляют пресвитерии, вхо­дящие в провинц. и нац. синоды. Возглавляет церковь данной стра­ны избираемый суперинтендант (епископ). Реформатские церкви имеются в Швейцарии, ФРГ, Фран­ции, Венгрии, Чехословакии, США и др. странах. Существует между­народ, орг-ция Р. - „Всемирн. альянс реформатских церквей, придерживающихся пресвитериан­ского строения , созданный в 1875. В СССР объединения Р., состоящие в основном из лиц венг. национальности, имеются в   Закарпатской  обл. Украины.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio - преобразование, исправле­ние) - соц.-политич. движение 16 в. в Европе против феодализ­ма и его гл. опоры - католич. церкви. Р., по словам Ф. Энгельса, была первым актом бурж. рево­люции в Европе. Своеобразие это­го движения состояло в том, что оно выступало в религ. форме. Р. породила новую разновидность христианства - протестантизм. Начало Р. положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера, к-рый осудил злоупотребления католич. церкви. Вскоре Р. охва­тила мн. страны Европы. В ней существовало 3 осн. течения: консервативно-католическое, буржу­азно-реформаторское и плебейско-революционное. Последнее выдви­гало требования ликвидации част­ной собственности, крепост. права и отмены сословных привилегий. Разрыв с католич. церковью про­ходил в разных странах не одина­ково и не одновременно: в одних гос-вах в ходе гражд. (Германия, Швейцария) и нац.-освобод. (Гол­ландия, Швеция) войн, в других — относительно мирн. путем (Анг­лия, Дания). В Германии Р. носила умеренно бюргерский характер, в Англии осуществлялась по ини­циативе королевской власти в еще более умеренных рамках, и лишь в Швейцарии требования буржуа­зии были в ходе Р. более последо­вательно и решительно воплощены в жизнь. Католич. церковь ответи­ла на Р. контрреформацией, что привело к ожесточенным религ. войнам 16-17 вв.

РИБАТ - см. Текке.

РИЗА, фелонь - парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церк. обла­чение священнослужителей в пра­вославии и католицизме. Р. в пра­вославии называют также металлич. оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа.

РИЗНИЦА - помещение в христ. храмах и монастырях, где хранят­ся священническое облачение и церк. утварь. Р. может находиться как внутри храма (напр., при алтаре), так и в особой пристрой­ке, а в монастырях - даже в не­большом отд. здании.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕР­КОВЬ - см. Католицизм.

РИТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ - судебные процессы по ложному обвинению в убийствах, якобы совершенных с целью человеч. жертвоприношения или исполь­зования крови в религ. обрядах. Наиболее известны Р. п. против евреев, специально подстроенные господств, классами и христ. церковниками с целью разжигания межнац. вражды и отвлечения внимания масс от острых соц. проблем. В Зап. Европе Р. п. известны с 1235. В России первый Р. п. по обвинению евреев в убий­стве христианки (закончился оп­равданием обвиняемых) происхо­дил в Белоруссии в 1799. В 1892-1896 в Вятской губ. происходил Р. п. против удмуртов, якобы при­носивших христиан в жертву языч. богам, а в 1913 в Киеве по клеветнич. обвинению в ритуальном убийстве был сфабрикован Р. п. над евреем Бейлисом.

РИТЧЛЬ Альбрехт (1822-1889) - нем. протест, теолог. Р. исходил из того, что религия может быть де­лом только веры, но не познания. Для христ. догматики бог сущест­вует исключительно как любовь, поэтому из теологии должны быть исключены вопросы, имеющие метафизич. (филос.) характер, сама метафизика возможна лишь на ос­нове христ. этики.

РОБЕРТСОН Арчибалд (1886-1961) - англ. марксист, историк, обществ, деятель. Отстаивал прин­цип историч. подхода к анализу религии, исследовал вопросы про­исхождения христианства, историч. роли религии. В труде „Социализм и религия обосновал необ­ходимость сотрудничества ком­мунистов и верующих в борьбе за социализм.

РОБЕРТСОН Джон Маккиннон (1856-1933) - шотл. ученый, историк первонач. христианства. В книгах „Христианство и мифо­логия (1900), „Языческие христы (1903) и др. отстаивал пози­ции мифологии, школы. Источни­ком мифа о Христе считал дохрист. культ Иисуса (Иошуа). По мне­нию Р., евангелия - собрание мифов, к-рые возникали вследст­вие неверного понимания явлений природы. Осн. методологич. порок взглядов Р. - отсутствие конкр. историч. анализа причин возникно­вения христианства.

РОБЕРТСОН-СМИТ  Уильям (1846-1894) - англ. историк, востоковед. Много внимания уделял критике Библии. Работа „Дохри­стианский Иисус посвящена изучению дохрист. культов. Нач. сту­пенью развития религии считал магию. Идея Р.-С. о приоритете ритуала перед мифом положила основу концепции ритуального происхождения культуры, раз­работанной Фрейзером и его по­следователями. Этнологич. иссле­дования 20 в. не подтвердили эту концепцию.

РОБИНЕ Жан Батист Рене (1735-1820) - франц. философ, непоследоват. материалист, сторонник ги­лозоизма и деизма. С одной сторо­ны, он развивал материалистич. взгляд, что мир не имеет начала и не будет иметь конца ни в прост­ранстве, ни во времени, что мате­рия имеет внутр. источник разви­тия. С другой - он утверждал, что первопричиной всего является бог. Р. подчеркивал внемировой и безличностный характер своего бога, по сути дела наделяя его только отрицат. определениями, превращая в пустую филос. абст­ракцию.

РОБИНСОН Джон (1919) - англикан. епископ, представитель совр. радикальной теологии. В работе „Честность перед богом провоз­глашает необходимость разработ­ки новой концепции бога. В центр христианства ставит соц.-этич. уче­ние. Подлинное христианство дол­жно основываться на активном участии верующего в „мирской жизни. Модернист, концепция Р. является попыткой вывести рели­гию из состояния кризиса.

РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ - клад­бище в Москве, основанное старо­обрядцами для захоронения жертв эпидемии чумы, превратилось в 1771 в духовный центр моск. старообрядч. общины поповцев-перемазанцев. В 1853 на Р. к. учрежден духовный центр Старо­обрядч. архиепископии Моск. и всея Руси, существующий и в наст. вр.

РОДО-ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ - один из историч. типов религий. Р.-п. р. сложились в условиях первобытнообщин. строя. Для Р.-п. р. характерны культ пред­ков, культ вождя, система воз­растных инициации, а также фе­тишист., тотемич., магич., анимистич. верования. Со временем из анимистич. комплекса выде­лялся один из духов, к-рый при­обретал черты племен, бога. По мере разложения родоплемен. орг-ции Р.-п. р. вытесняются народностно-нац. и мир. религиями. В наст. вр. Р.-п. р. распространены у нек-рых народов Азии, Африки, Юж. Америки, Австралии и др.

РОЖДЕСТВО   БОГОРОДИЦЫ   - христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается 8 (21) сентября. Его значение определя­ется той ролью, к-рая отводится церковью божьей матери, давшей человечеству „спасителя , Иисуса Христа. Праздник Р. б. сложился не ранее вт. пол. 5 в. Тогда же бы­ла составлена более или менее полная „биография богородицы. Обосновывая божественность Ма­рии, церковь утверждала, что она была зачата „по божьему обето­ванию . Католич. церковь в 1854 даже приняла догмат о непороч­ном зачатии Марии ее матерью Анной. Однако правосл. церковь этот догмат не признает. Праздник Р. б. всегда использовался христ. духовенством для внушения ве­рующим мысли о том, что каждый из них должен стремиться идти путем „великих праведников , среди к-рых ведущее место зани­мает богородица. При этом учиты­валась особая популярность бого­матери у верующих женщин, счи­тавших, что она является „молитвенницей и „заступницей за них перед богом. Эти идеи и составля­ют осн. содержание праздника.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из гл. христ. праздников. В пра­вославии - относится к двунаде­сятым праздникам. Отмечается 25 декабря (7 января). Времен­ное несовпадение празднования Р. X. зап. и вост. церквами объяс­няется принятыми ими различны­ми системами летосчисления. Основу праздника составляет еванг. миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохрист. культы. В Др. Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Др. Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря отмечалось рождение др.-иран. бога Митры. Праздники эти совпадали по вре­мени с днем зимнего солнцестоя­ния, с к-рым связывался „пово­рот к весне . Рождение богов ассоциировалось с весенним воз­рождением природы. Первоначаль­но Р. X. отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявле­нием, лишь в 4 в. оно было пере­несено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытес­нить широко распространенный в Римск. империи культ Митры. Утверждаясь в разных странах, Р. X. впитывало в себя мн. обря­ды и обычаи существовавших на­родных празднеств, к-рые полу­чали новое толкование в соответ­ствии с христ. вероучением. В части., на Руси, где оно совпало с др.-слав. праздником - святка­ми, христиане заимствовали наи­более распространенные святоч­ные обряды, хотя никакого от­ношения к мифу о Христе они не имели. В наст, вр., как и в прош­лом, Р. X. занимает одно из ве­дущих мест в системе христ. об­рядности. Религ. проповедники подчеркивают, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и рай­ского блаженства для всех людей, независимо от их соц. принадлеж­ности и места в об-ве. В день Р. X. с церковных амвонов звучат про­поведи клас. мира, способствую­щие примирению верующих с соц. несправедливостями эксплуатат. об-ва, настойчиво внушается мысль о полной зависимости че­ловека от бога, без упований на к-рого нельзя рассчитывать на до­стижение счастья. Подобные идеи дают людям ложные жизн. ориен­тиры, обрекают их на пассивное ожидание милостей с неба.

РОЗАНОВ   Василий   Васильевич (1856-1919) - рус. религ. фило-соф и литератор. В нач. 20 в. - один из видных представителей богоискательства. Христианство, по его мнению, выражает миро­ощущение безнадежности и смер­ти. Однако он критикует христи­анство ради другой, „живой ре­лигии, ради иной церкви, ибо „нет народа без храма и бога . Свою философию жизни он пы­тался построить на обожествле­нии эротического, пола, семьи, рода. Отсюда его интерес к фал­лическим культам. По своим политич. убеждениям примыкал к крайне правым кругам об-ва, выступал против революции. Соч.: „Около стен церковных (2 тт., 1906), „Темный лик. Ме­тафизика христианства (1911), „Опавшие листья (1913-1915), „Из восточных мотивов (1916).

РОМА - у др. римлян — богиня-защитница и покровительница Рима.

РОСЦЕЛИН Иоанн (ок. 1050-ок. 1120) - франц. теолог и философ-номиналист (см. Номи­нализм) . Толковал троицу как совокупность 3 отд. богов, отри­цая, т. о., существование единой божеств, субстанции, объединяю­щей, согласно христ. догмату, бо­га-сына, бога-отца и бога-духа св. Церковь объявила это учение ере­тическим.   Р.  отрекся  от  него.

РОШ-ХАШАНА - иуд. праздник нового года. В Библии он назван „днем трубного звука , вероятно, был связан с праздником луны, к-рый отмечался звуками труб, будто бы отгонявшими злых ду­хов. После вавилонск. плена и под влиянием вавилонск. культу­ры Р.-х. превратился в праздник “небесного суда , когда Яхве выносит приговор всему живому.

РУБЛЕВ Андрей (ок. 1360-1370-1427) - рус. живописец, созда­тель моек, школы иконописи. Его творчество опиралось на худ. традиции Моск. Руси. Р. был хоро­шо знаком с искусством Визан­тии и южн. славян, что также на­шло отражение в его произведе­ниях. В рамках ср.-век. иконографии Р. сумел показать духовн. и нравств красоту человека („Спас , „Апостол Павел , „Апос­тол Михаил ). Иконы его письма и его настенные росписи наполне­ны глубоким поэтич. и филос. содержанием. В нек-рых произве­дениях Р. явно виден отход от церк. канона („Троица ). Твор­чество Р. - одна из вершин рус. и мир. культуры. В 1947 на терри­тории бывшего Андроникова мо­настыря в Москве, в к-ром не­сколько лет жил и трудился Р., был открыт Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева.

РУДРА - один из древн. доведич божеств Индии. Считался богом молнии, грома, повелителем бурь и ветров. Поклонялись ему также как целителю, владыке лечебных трав, продлевающему жизнь. Пре­терпев ряд трансформаций и слив­шись с Шивой, Р. стал одним из гл. богов индуизма.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ,     хиротония (греч. cheirotonia - действие си­лой рук) - обряд возведения в священнический сан (дьякона, священника, епископа и др.) в христианстве, прежде всего в пра­вославии и католицизме, где он рассматривается как таинство, в процессе к-рого при возложении рук вышестоящего служителя культа на голову посвящаемого последнему якобы чудесным об­разом передается „божеств, благо­дать . В протест, церквах посвя­щаются на служение посредством рукоположения пресвитеры, дья­коны и др. служители мужского пола, избранные церковью. В ре­зультате борьбы вокруг равнопра­вия женщин в религ. жизни ряд протест, церквей (напр., еписко­пальная церковь США, пресвитери­анская и лютеран, церкви в США. Нац. ассоциация конгрегациона-листских христ. церквей и др.) приняли решения о Р. женщин не только в сан дьякона, но и пресвитера.

РУЛЬЕ Карл Францевич (1814-1858) - рус. биолог-эволюцио­нист, проф. Моск. ун-та. Развивал до Дарвина учение об обусловленности эволюции живой природы изменениями окружающей среды, но не поднялся до представления о естеств. отборе. Отвергал гос­подств, взгляды о неизменяемости видов, критиковал теологич. ха­рактер учения Кювье, пропаганди­ровал естественнонаучные знания.

РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ вторая (после Рус. правосл. церкви) по числу привер­женцев правосл. церковь. Автоке­фальной стала в 1885, с 1925 воз-тарляется патриархом (он же митрополит Бухарестский). В 1948 произошло объединение Р. п. ц. с греко-католич., униатской цер­ковью. Руководит Р. п. ц. синод и Нац. церк. собор. В состав Р. п. ц. входит 5 метрополий, 12 епархий, 8600 приходов, ее синоду подчи­нены также епископат в Америке и церк. округа в Иерусалиме, Со­фии, Вене, Лондоне, Баден-Бадене. Р. п. ц. имеет 2 теологич. института и ряд духовных семинарий, около 100 монастырей. Р. п. ц. - член Всемирн. совета церквей.

РУМЯНЦЕВ Николай Васильевич (1892-1956) - автор ряда работ по истории христианства: „Языче­ские христы - античные предшест­венники христианства (1929), „Дохристианский христос (1926), „Апокалипсис - Откровение Иоанна (1934), „Правосл. празд­ники, их происхождение и кпас. сущность (1936). Р. принимал активное участие в работе об-ва „Атеист и Союза воинствующих безбожников.

РУСАЛИН - др.-слав. языч. празд­нества, связанные с поклонением духам плодородия, растительно­сти, дождя. В Др. Руси сохраня­лись как пережиток дохрист. веро­ваний.

РУСАЛКА - женский мифологич. образ, в верованиях вост. славян — существо, живущее в водоемах (иногда в лесах). В образе Р. соединились др. верования в ду­хов воды, плодородия с более поздними представлениями о „не­чистых покойниках (напр., утоп­ленницах).

РУССИКУМ, колледж св. Терезы - спец. уч. заведение, находится под контролем и руководством орде­на иезуитов и подчинено курии римск. Создано папой Пием XI в 1929. Р. готовит пропагандист­ские кадры для подрывной дея­тельности на территории СССР и др. социалисгич. стран. Среди выпускников Р. немало выходцев из среды белоэмигрантов, приняв­ших католичество.

„РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕР­КОВЬ - см. Карловацкий рас­кол.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕР­КОВЬ - самая крупная из правосл. автокеф. церквей. Возникла после принятия христианства на Руси (988) и в течение длит, времени находилась в зависимости от константиноп. патриарха. Лишь в се­редине 15 в. обрела фактич. самостоятельность. В 1589 в Рос­сии было учреждено патриаршест­во, просуществовавшее до 1721, когда для руководства церковью был образован Синод во главе с обер-прокурором. Будучи гос. церковью Рос. империи, Р. п. ц. на протяжении всей своей истории защищала устои правящих клас­сов, царского самодержавия. Яв­ляясь крупным собственником и эксплуататором, она выступала против революц. движений, любых проявлений свободомыслия, пре­пятствовала развитию науч. зна­ния, культурному прогрессу. Пос­ле крушения самодержавного строя на поместном соборе 1917 было восстановлено патриаршест­во. Главой церкви стал Тихон (Белавин), к-рый предал анафеме Сов. власть. Р. п. ц. заняла откро­венно враждебные позиции по от­ношению к революции. Лишь в кон. 20-х гг. она изменила политич. ориентацию, заявив о своем лояль­ном отношении к сов. строю. В наст. вр. Р. п. ц. является наиболее значительным по числу привер­женцев религ. объединением в СССР. В ее ведении находятся 76 епархий и 4 экзархата. 3 экзарха­та и 2 благочиния имеются за ру­бежом, объединяя находящиеся там приходы. Приходы Р. п. ц. в США и Канаде входят в отд. округ. Управляется Р. п. ц. Сино­дом во главе с патриархом. Она готовит кадры духовенства в 3 духовных семинариях и 2 акаде­миях, осуществляет издатель­скую деятельность, выпуская богослужебную лит-ру, а также „Журнал Моск. патриархии . Издаются Библия, ежегодные ка­лендари, богосл. труды. В веде­нии Р. п. ц. 18 монастырей (2 из них находятся за границей). Денежные ее доходы складывают­ся из добровольных пожертвова­ний, платы за требы и сумм, по­лученных от продажи свечей и предметов культа. Р. п. ц. поль­зуется равными правами с др. религ. объединениями. Конститу­ционные гарантии свободы совес­ти создают ей все возможности для удовлетворения религ. потреб­ностей верующих.

РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИС­ТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА РУ­БЕЖОМ (РСХД) - белоэмигрант­ское объединение, ставящее, со­гласно заявлениям его лидеров, задачу привлечения верующей мо­лодежи, выработки у нее христ. мировоззрения, а также подготов­ки „защитников веры и церкви для борьбы с совр. материализ­мом и атеизмом. Создание РСХД провозглашено на съезде эмигрант­ской молодежи в Пшерове (Чехо­словакия, 1923). Активную роль в его становлении сыграли религ. философы С. Булгаков, Н. Бердя­ев, В. Зеньковский (первый пред­седатель РСХД) и др. Это в значит, степени определило общую направ­ленность движения, центр к-рого обосновался в Париже. С первых дней своего существования РСХД стало на путь антисоветизма, при­нимало участие в различных ак­циях зап. пропаганды против Сов. гос-ва. После второй мир. войны часть участников движения поки­нула его ряды, поняв его беспер­спективность. В то же время в него вошли оказавшиеся на Запа­де предатели Родины, спасавшиеся от справедливого возмездия. Курс РСХД становится более неприми­римым, антисоветизм выходит в его деятельности на первый план, вытесняя вопросы религ. характе­ра. РСХД сотрудничает с реакц. силами на Западе, оказывает под­держку мн. т. н. диссидентам в нашей стране. Нек-рые из них, покинув Советский Союз, стали активными участниками движе­ния. Это наряду с др. причинами подорвало еще больше и без того шаткие позиции РСХД. Его попытки расширить свое влияние за пределами Франции, в части, в США, особого успеха не имели. В наст. вр. РСХД переживает тя­желый кризис, что вынуждены признать его лидеры. Оно пытает­ся преодолеть его на путях еще большей активизации антисов. деятельности. О религ. целях дви­жения его идеологи вспоминают все реже.

РУССО Жан-Жак (1712-1778) - франц. просветитель, идеолог ре-волюц. буржуазии 18 в., сторон­ник деизма. Подверг критике ре­лиг. догматику и политику духо­венства, отвергал церк. учение о сотворении богом природы и управлении обществ, развитием, о божеств, характере монархич. власти и феод, привилегий, под­черкивал антигуманный характер христианства. Вместе с тем Р. при­знавал существование бога как су­щества, к-рое приводит в движе­ние Вселенную и управляет миром. Р. высказывал предположение о за­мене христианства деизмом в ка­честве господств, религии. Эта мысль была практически реализо­вана Робеспьером, провозгласив­шим Верховного существа культ в качестве гос. религии.

РУСТАВЕЛИ Шота (12 в.) - груз, поэт-гуманист и мыслитель, автор шедевра мир. лит-ры - поэмы „Витязь в барсовой шкуре . Р. яв­лялся приверженцем пантеистич. взглядов, “Ареопагитик и учения И. Петрици, за что подвергался го­нениям со стороны клерик. кру­гов.

РЯСА (от греч. rason - истертая одежда) - внебогослужебная верх­няя одежда католических и право­славных священнослужителей и монахов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Словарь Атеиста:

КАА – КАШ

„К   ДЕРЕВЕНСКОЙ   БЕДНОТЕ”. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы — работа В. И. Ленина, написанная в 1903. В этой работе наряду с эк...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...