Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




РАБ - РЯС

Понятия и определения - Атеистический словарь

PA - в др.-егип. религии - бог солнца. Культ Р. возник, по-ви­димому, в нач. 3-го тысячелетия до н. э. Позднее Р. был отожде­ствлен   с   богом  Фив Амоном.

РАБЛЕ Франсуа (ок. 1494-1553) - франц. писатель-гума­нист, скептически относился к религ, догматам, выступал против религ. фанатизма. Роман Р. „Гаргантюа и Пантагрюэль подвергал­ся запрету за свободомыслие. Гл. идея романа - отрицание аске­тизма, прославление всесторонне­го, духовного и телесного, удов­летворения потребностей и безгра­ничного развития личности. Мечту о счастливой жизни Р. воплотил в утопии Телемского аббатства - фантастич. проекте организации монастыря, где мужчины и женщи­ны ведут свободный образ жизни, где нет угнетения ни со стороны феодалов, ни со стороны церкви.

РАБОЧИЙ АПОСТОЛАТ - при­влечение верующих трудящихся к практич. решению политич. задач, стоящих перед католич. церковью. С этой целью в различных странах были созданы многочисл. клерик. орг-ции, призванные распростра­нять среди рабочих соц. доктрину церкви, препятствуя их участию в клас. борьбе.

РАВВИН (от др.-евр. рабби - мой учитель) - служитель культа в иудаизме, судья по вопросам ре­лиг. и семейной жизни в евр. об­щине. Коллегия Р., раввинат, тол­кует предписания Талмуда, при­спосабливая их к соц. условиям, стремится главенствовать во всей духовной и политич. жизни народ­ных масс, особенно в совр. Израи­ле, где он практич. выполняет ряд гос. функций.

РАДЕНИЯ - форма коллективно­го богослужения (моления) в нек-рых старых рус. сектах: христововеров, скопцов, молокан-прыгу­нов и др. Во время Р. члены сектант, общин, одетые в белые до пят одежды, босиком, ходили по кругу, подскакивая и выкри­кивая: „Ой, дух! Ой, бог! Царь бог! Царь дух! и т. п. Нередко имело место и самобичевание. Из­нуренные постами, находясь в состоянии нервно-психич. возбуж­дения, сектанты впадали в экстаз, доходя до слух, и зрит, галлюци­наций, произносили бессмыслен­ные слова (глоссолалия), изрека­ли „пророчества , переживали особую “духовную радость от „накатывания духа . Р. во многом схожи с молитв, собраниями нек-рых   пятидесятнических   общин.

РАДЖАБ-БАЙРАМ - см. Мирадж.

„РАДЖОНЕ (итал. „Ragione -„Разум ) - журн., орган Нац. ассоциации свободомыслящих Ита­лии „Джордано Бруно . Издается с 1854. В наст. вр. выходит раз в 2 месяца. На страницах „Р. публикуются материалы по между­народ, и внутриполитич. пробле­матике, дается информация о дея­тельности орг-ций свободомысля­щих в разл. странах мира, печа­таются статьи религиовед, харак­тера, освещаются вопросы истории свободомыслия и атеизма. „Р. выступает против империализма, колониализма, фашизма, за мир, демократию и соц. прогресс.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - основоположник рус. революц. традиции, писатель, философ-материалист. Осн. филос. трактат — „О человеке, его смерт­ности и бессмертии . Р. сознатель­но сталкивает в этом произведе­нии доводы материализма и идеа­лизма по вопросу о смертности и бессмертии души. И хотя Р. предо­ставляет читателю самому сделать выбор, объективная слабость аргу­ментов идеализма бросается в гла­за. Р. отвергает вывод о бессмер­тии души. Вместе с тем он-показывает, что ряд фактов активности сознания невозможно совместить с исходными посылками механи-стич. материализма, к-рых ом сам придерживался.

РАДКЛИФФ БРАУН Алфред Реджиналд (1881 1955) - англ. этно­граф и социолог, один из осново­положников функционалист, на­правления в совр. бурж. этногра­фии. Обосновывал идеи „соц. антропологии познания общих законов соц. и культурного разви­тия путем изучения совр. состоя­ния народов, находящихся на ста­дии иервобытн. об-ва.

РАДУНИЦА, радоница, навий день (др.-рус. навь покойник) - день поминовения умерших у вост. славян. По др. традиции во время Р. совершались трапезы на моги­лах родителей и близких родствен­ников. Правосл. церковь включи­ла Р. в свой культ и приурочила ее к первой неделе после пасхи. В этот день проводятся богослужения, сохраняется и традиция посещать кладбища, к-рая привлекает ныне людей в большей степени, чем по­минальные службы в храмах.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ - разде­ление христ. церкви на зап. и вост., христианства - на православие и католицизм. В основе Р. ц. лежали глубокие соц.-экономич. и поли­тич. противоречия между зап.-европ. и визант. феодалами, борь­ба за верховенство в церкви и за церк. доходы между римск. папа­ми и константиноп. патриархами. Разделение Римск. империи на Зап. и Вост. (кон. 4 в.) привело к обра­зованию 2 религ. центров: в Риме и в Константинополе, между к-ры-ми к 7 в. выявились различия в догматике, обрядах, организации. Особенно обострились противоре­чия между ними во вт. пол. 9 в. из-за стремления римск. папы и константиноп. патриарха к гос­подству над церковью Болгарии, принявшей христианство, и из-за споров о филиокве. Традиционно датой Р. ц. считается 1054, когда углублявшиеся разногласии при­вели к тому, что папа Лев IX и пат­риарх  Кируларий  предали друг друга анафеме. В 1965 па II Вати­кан, соборе папа Павел VI и Кон­стантином, патриарх Афинагор I объявили о своемрешении „пре­дать забвению анафемы 1054. Это решение явилось результатом совр. экуменич. устремлений христ. церквей.

РАЗУМА КУЛЬТ торжества, про­водимые в период франц. бурж. революции в Париже и провинци­ях но инициативе представителей крайнего санкюлотизма. Р. к. по­рожден движением за дехристианизацию и подъемом революц. патриотизма. Р. к. не носил религ. характера. „Культом его можно назвать лишь потому, что в нем фигурировал ряд обрядов и символич. церемоний, напоминающих религ. культ: церк. здания были переименованы в храмы Разума, статуи святых были заменены бюс­тами героев революции. Робеспьер запретил проведение „праздников Разума и попытался противопо­ставить христианству и Р. к. вер­хов ного существа культ.

РАЙ - см. Ад и Рай.

РАЙ Раммохан, Рам Мохан Рой (1772-1833) - инд. обществ, дея­тель, религ. реформатор, идеолог неоиндуизма. Р. Р. критиковал ор­тодокс, индуизм за его политеизм, идолопоклонство, кастовое деле­ние, самосожжение вдов и т. п., развивал идею равенства людей перед единым богом, к-рого пред­ставлял неперсонифицированным универсумом. Р. Р. разработал религ.-филос. систему, в к-рой объе­динил элементы индуизма, ислама и христианства.

РАЙНИС Ян (наст, фамилия Плиекшанс Янис, 1865-1929) - ла­тышек, революц. поэт. Р. был убежденным материалистом и во­инств, атеистом. В своих произ­ведениях он критиковал пропо­ведь покорности, фатализма, телеологизма; религ. идеологию считал выражением интересов гос­подств, классов капиталистич. об-ва. Р. писал, что человек будущего должен быть свободным от рели­гии, призывал к борьбе с нею.

РАМА (санскр. милый, краси­вый) в др.-инд. эпосе “Рамаяна и „Махабхарата сын царя Дашаратхи, мифич. герой, совершив­ший поход из Сев. Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для осво­бождения своей жены Ситы, похи­щенной демоном Раваной. Р. по­читается в индуизме как одно из земных воплощений (7-я аватара) бога Вишну, является (наряду с Кришной) объектом поклонения верующих.

РАМАЗАН  (араб. рамадан) 9-й месяц лунного мусульм. года. В Р. мусульмане, согласно Корану и   шариату,   обязаны  соблюдать пост — уразу.

РАМАКРИШНА (Гададхар Чаттер-джи, 1836-1886) - реформатор индуизма. Развил идеи вишишты-адвайты, признающей реальность посюстороннего мира, рассматри­вающей его как часть абсолюта - брахмана. Опираясь на идеалистич. учение веданты о бессмертии ду­ши, проповедовал равенство лю­дей. Отстаивал идеи улучшения мира путем ликвидации религ. различий. Обществ, деятельность Р. понимал как всеобщую заботу о „духовном совершенствовании . Хотя проповедь Р. носила харак­тер пассивного протеста, она при­зывала к нац. единству.

РАМАНУДЖА (11 — 12 вв.) - инд. религ. философ, основатель на­правления вишишты-адвайты (т.н. ограниченного монизма) школы веданта, являющейся филос. обос­нованием индуизма. В своих ком­ментариях к „Бхагавадгите , „Брахмасутре и др. произведени­ях Р. провозгласил вечно и реаль­но существующими материю и души, считая их частями бога. Бог, по Р., - это целое, а материя и ду­ши - части его. Идеи Р. явились основой мн. течений в  бхакти.

„РАМАЯНА - др.-инд. эпич. поэ­ма. Создана одновременно с „Махабхаратой или даже ранее; при­писывается легенд, поэту Вальмики. Повествует о подвигах народ­ного героя Рамы, борца со злом, защитника добра. „Р. в средние века стала одной из св. книг виш­нуизма, а Рама почитался как одно из воплощений Вишну.

РАНОВИЧ Абрам Борисович (1885 1948) сов. историк, ав­тор науч. и науч.-ионулярных ра­бот по истории иудаизма и христи­анства. Р. перевел на рус. язык ряд первоисточников по истории религии и атеизма, сопроводив их комментариями. Осн. работы: „Происхождение христианских та­инств (1931), „Очерк истории древнееврейской религии (1937), „Очерк истории раннехристиан­ской церкви (1941) и др.

РАСКОЛ - религ.-обществ. дви­жение в России, к-рое возн. в сере­дине 17 в. и привело к разделению в рус. правосл. церкви, к образо­ванию старообрядчества. Причины Р. коренились в обострении клас. борьбы, вызванной централиза­цией рус. гос-ва и укреплением самодержавия. Церк. реформа пат­риарха Никона была направлена на централизацию церкви, на борьбу с автономией местных церквей и монастырей, на ликвидацию прин­ципа соборности. Несмотря на то что реформа не затрагивала основ православия, а касалась несуществ, деталей обрядовой практики, она вызвала решит, протест со сторо­ны бывших членов „кружка рев­нителей благочестия (в к-рый ранее входил и Никон) протопо­пов И. Неронова, Аввакума, Дани­ила, Логтина и др. Они выступали против нововведений, обвинив греч. церковь в отступлении от „древлего благочестия . Против­ники реформы подверглись жесто­ким преследованиям. Это придало им ореол защитников „истинного православия и обеспечило под­держку различных слоев об-ва, к-рым импонировала идеология Р. После церк. собора 1666—1667, принявшего решение предать ана­феме противников реформы и подвергнуть их репрессиям, дви­жение Р. приняло массовый харак­тер. Жестокие преследования вы­нуждали приверженцев старой ве­ры бежать в глухие места Севера, Поволжья, Сибири и создавать там свои общины.

„РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ под та­ким названием вошел в историю почти 40-летний (1378-1417) „смутный период в судьбах пап­ства. Он начался с избрания в Риме (впервые после 70-лстнего „авинь­онского пленения ) папы-италь­янца Урбана VI (1378-1389). Од­новременно под давлением франц. короля Карла V часть кардиналов избрала папой Роберта Женевского (1378-1394), принявшего имя Климента VII. Урбан VI пребывал в Риме, а его соперник - в Авиньо­не. Создалось своеобразное двое-папство, разделившее католич. мир на 2 враждующих лагеря, в борьбе к-рых активное участие принима­ли монархи, местные феодалы и городские власти. В этом факте отразилась борьба за власть раз­личных политич. группировок в феод. Европе того времени. До 1417 папский престол занима­ли одновременно двое, а порой и трое пап, яростно боровшихся друг с другом. „Р. В. нанес зна­чительный ущерб авторитету папства и католич. церкви в целом. Конец „Р. В. положил Констанцский собор, открывшийся в 1414. Он низложил правивших тогда 3 пап и избрал нового понтифи­ка - Мартина V (1417-1431). С избранием Мартина V „смутное время в истории папства окончи­лось.

РАСПУТИН (Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865-1916) - авантюрист, использовавший мис­тицизм и суеверие рус. царств, фа­милии и высшей аристократии в своих честолюбивых и корыстных целях. Старался убедить правящ. круги об-ва в том, что он обладает даром прорицания и чудотворения. Имел огромное влияние на царя Николая II и императрицу, что да­вало ему возможность заниматься финансовыми махинациями, взя­точничеством, а также неприкры­тым развратом, ставшим достоя­нием широкой гласности. Был убит группой монархистов, к-рые рассчитывали т. о. укрепить рус. престол.

РАСПЯТИЕ (лат. crucifixio, букв. - укрепление на кресте) — по евангелиям - казнь и смерть Христа на кресте. Р. называют также крест с фигурой Христа, являю­щийся объектом поклонения, осо­бенно в католицизме, и др. изобра­жения Христа на кресте, нередко встречающиеся в христ. культо­вом искусстве.

РАССЕЛ Бертран (1872 1970) - англ. философ-позитивист, логик, обществ, деятель. Продолжал ли­нию атеизма бурж. и рационализ­ма. Идеалистич. взгляды обусло­вили его непоследовательность в критике религии, подход к ней лишь с позиций „науки и здравого смысла , как к своего рода „ме­тафизике , непонимание соц. и гносеологич. корней религии, ее мировоззренч. противоположно­сти науке. Р. отвергал осн. догма­ты христианства, доказательства бытия божия, отрицал религ. мораль, видел основу религии в стра­хе, считал науку средством утвер­ждения человека.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный) - 1) в философии -направление й теории познания, считающее, что разум является источником и критерием досто­верности знаний. Крупные пред­ставители Р.: Р. Декарт, Б. Спино­за, Г. Лейбниц. Р. отрывает мыш­ление от чувствен, восприятия, тогда как в действительности чувствен, опыт и обществ, прак­тика являются источником позна­ния, а мышление перерабатывает данные чувствен. опыта, достигая более глубокого понимания отра­жаемой в ощущениях объектив­ной реальности; 2) в богословии - направление, согласно, к-рому при­емлемы только догматы веры, согласующиеся с логикой и дово­дами разума. Группы богословов различных религий в разное время провозгласили возможность по­стичь т. н. богооткровенные исти­ны с помощью разума вопреки господствовавшему в офиц. релкг. доктринах (особенно в средние века) иррационализму, мистициз­му. В ср.-век. христ. схоластике богословом, теологич. система к-рого претендует на рациональ­ность, был Фома Аквинский. Его учение официально признано католич. церковью. В результате Ре­формации элемент Р. был внесен и в вероучение протестантизма. В 18-19 вв. рационалистическо-теологич. концепции получили широкое распространение в протест, церквах. Под натиском достиже­ний совр. науки большинство бо­гословов вынуждены в наст. вр. признать несовместимость религ. догматов с требованиями разума. Они отходят от Р., ориентируясь на мистику.

РЕАЛИЗМ НАИВНЫЙ (от позднелат. realis - действительный) - естеств., стихийное, опирающееся на повседневный опыт и практику убеждение каждого человека в том, что мир существует незави­симо от нас, от нашего сознания, нашего ощущения. Это „наивное убеждение человечества сознатель­но кладется материализмом в ос­нову его теории познания (Ленин В. И. ПСС, т. 18, с. 66).

РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ - направление в ср.-век. схоластике, к-рое продолжало линию Платона по вопросу о соотношении поня­тия и объективного мира, общего и единичного и являлось филос. основой католицизма. С 10 по 14 в. шел спор об универсалиях (общих понятиях, идеях): суще­ствуют ли они реально и предше­ствуют ли появлению единичных вещей. Сторонники т. н. крайнего Р. (Эриугена) утверждали, что уни­версалии существуют идеально, до вещей. Представители умеренного Р. (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Противоположную Р. т. зр. на универсалии выражали привержен­цы номинализма: универсалии существуют после вещи, это про­сто слова.

РЕАЛЬНОСТЬ - в марксист, фи­лософии - понятие, обозначающее совокупность всего существующе­го в отличие от того, что не суще­ствует. Различаются объективная Р., или материальный мир во всех его формах и проявлениях, и Р. субъективная, представляющая совокупность образов и состояний сознания. Объективная Р. сущест­вует независимо от сознания чело­века. Субъективные образы и сос­тояния, хотя они в конечном итоге порождены воздействием мате­риального мира на органы чувств и мозг человека и отражают мате­риальный мир, представляют внутр. проявление деятельности сознания. В условиях, когда соц. отношения, уровень обществ, прак­тики, накопленные об-вом знания не обеспечивают контроля над процессом отражения каких-то су­щественных для людей факторов объективной Р., в сознании возни­кают образы, искаженно отражаю­щие эти факторы, причем порой возникшие образы теряют сходст­во с отражаемым. Именно такими являются религ. образы, возни­кающие как иллюзорно-фантастич. отражения природных и соц. сил, господствующих над людьми в их повседневной жизни.

РЕВИВАЛИЗМ (от англ. revival - возрождение) - религ. движение в протестантизме за духовное „возрождение посредством уси­ления религиозности. Специфич. явление религ. жизни протест, церквей и сект, начиная с 18 в., прежде всего в США, а также в нек-рых странах Европы (Анг­лия и др.). Характерно для пре­свитериан, конгрегационалистов и особенно баптистов и методис­тов. В Р. на первый план выступа­ют религ. этика, эмоции и хариз­ма. В руках реакц. буржуазии Р. стал орудием религ. спекуляции, оглупления масс, средством от­вода революц. настроений трудя­щихся в религ. русло. Традиции Р. пытаются возродить в СССР нек-рые сектант, течения, напр, сторон­ники Совета церквей ЕХБ.

РЕВИЗИОНИЗМ И РЕЛИГИЯ. Ис­кажение революц. сущности марк­сизма-ленинизма оппортунистами и ревизионистами связано не толь­ко с пересмотром (ревизией) его экономич., филос, политич. уче­ния, но и фундамент, марксистско-ленинских оценок религии, ее соц.-политич. функции. На относитель­но раннем этапе ревизии марксизма Э. Берншгейн, К. Каутский и др. стремились смягчить марксист, критику религии, представить ре­лигию фактором соц. прогресса. Оппортунистич. лидеры II Интерна­ционала утверждали, что религия является частным делом для пар­тии рабочего класса, и этим оправ­дывали возможность сосущество­вания марксист, и религ. мировоз­зрений. „Левый ревизионизм объ­являл войну с религией, требовал ее адм. запрещения. В. И. Ленин убедительно показал, что оба эти подхода не являются научными и противоречат принципам, целям и политике марксистско-ленинской партии. Ссылаясь на то, что рели­гия ныне будто бы стала другой, что она изменила свою ориентацию, совр. правооппортунистич. теоре­тики требуют пересмотра данного К. Марксом определения религии как „опиума народа , к-рое В. И. Ленин назвал „краеугольным кам­нем всего миросозерцания марк­сизма в вопросе о религии (т. 17, с. 416). Отказ от марксистско-ленинской оценки религии они рассматривают как одно из усло­вий плодотворного сотрудничест­ва коммунистов и верующих в борьбе за общие цели. Такая уступ­ка не может быть признана пра­вильной. Принципиальная марк­систско-ленинская оценка религии обоснована научно, она проверена историч. практикой, обществ, раз­витием в целом. Коммунисты не скрывают того, что невозможно примирение между марксизмом-ленинизмом и религией, что ис­ключается любой компромисс между ними. Другое дело - отно­шение к верующим. В последние годы получило распространение сотрудничество, диалог маркси­стов и верующих. Решит, и последоват. борьба с ревизионистами, искажающими атеизм марксист. и отстаивающими чуждую трудя­щимся массам реакц. идеологию, остается одной из важных и ак­туальных задач.

„РЕВОЛЮЦИОННАЯ    БИБЛИЯ („Новая Библия ) - христ. Биб­лия с новыми комментариями и иллюстрациями, опубликованная с разрешения местных церк. властей в Сантьяго (Чили) в 1972 группой священников - сторон­ников теологии освобождения. В 1980 в Мадриде вышло ее 17-е издание. От традиц. изданий „Р. Б. отличается характером ком­ментариев, иллюстраций, а также тем, что в качестве заставок в ней использованы цитаты из реше­ний II (1968) и III (1980) конфе­ренций СЕЛАМ (Совета епископов Лат. Америки). В комментариях к тексту книги Бытие сотворение мира интерпретируется в духе тео­рии эволюции Ч. Дарвина. Мн. чу­деса, содержащиеся в Ветхом и Новом заветах представляются как метафорич., фантастич. или назидат. рассказы. История тракту­ется как результат деятельности народных масс, к-рыми, однако, руководит бог. Иллюстрации но­сят светский характер. Среди них - фотографии бедняков, рабочих, портреты Мартина Лютера Кинга, „мятежного бразильского епис­копа Элдера Камары и т. п. „Р. Б. запрещена в странах Лат. Америки, где господствуют ультрапра­вые диктатуры.

„РЕВОЛЮЦИЯ   И ЦЕРКОВЬ   - журнал, издававшийся с 1919 по 1924 Народным комиссариатом юстиции. Отв. редактором его был П. А. Красиков. „Р. и ц. публи­ковал материалы, связанные с про­ведением декрета 1918 ,,Об отде­лении церкви от государства и школы от церкви , разоблачал контрреволюц. агитацию духовен­ства. Выходил нерегулярно. В 1921 издавался в виде газетных лист­ков. В „Р. и ц. выступали видные деятели Коммунистич. партии и Сов. гос-ва: Н. А. Семашко, А. В. Луначарский и др.

РЕДСТОКИСТЫ - группа после­дователей еванг. христиан в Рос­сии, возникшая в 1874 в Петер­бург, аристократич: об-ве под влиянием проповеднической дея­тельности англ. миссионера-еванге­листа лорда Г. Редстока (отсюда название Р.). Редсток распростра­нял традиц. для протестантизма идеи о получении спасения не че­рез добрые дела, а лишь исключи­тельно благодаря личной вере в искупит, жертву Иисуса Христа.

Его последователями стали графи­ня С. П. Ливен, граф М. М. Корф, княгиня В. Ф. Гагарина, генераль­ша Е. И. Черткова, граф А. П. Бобринский, В. А. Пашков (см. Паш-ковцы) и др.

РЕИНКАРНАЦИЯ (франц. reincar­nation - перевоплощение, олицет­ворение) - термин, выражающий веру в способность богов, духов, святых и т. д. появляться среди людей в облике человека, живот­ного, растения, даже неодушевлен­ного предмета.

РЕЙНАЛЬ Гийом Томас Франсуа (1713-1796) - представитель франц. Просвещения, историк, со­циолог. Сотрудничал в „Энцикло­педии Д. Дидро. За свои анти­феод, убеждения, критику католич. церкви и колониализма под­вергался преследованиям. Осн. труд - „Философская и полити­ческая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях (т. 1-6,1770).

РЕКВИЕМ (лат.) - заупокойное богослужение в католич. церкви; многочастное произведение для хора (обычно с симфонич. оркест­ром) на текст молитвы „Requiem aeternam dona eis („Покой вечный дам им ). Р., написанные Моцар­том, Берлиозом, Верди и др., име­ют внекультовое значение, испол­няются в концертных залах.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ - совокупность дисциплин, изучающих рели­гию. 1. Р. бурж. возникло во вт. пол. 19 в. Оно опиралось на накоп­ленный к тому времени историей, археологией, этнографией и линг­вистикой конкр. материал. Нек-рые бурж. исследователи религии (Э. Таилор и др.) пытались проти­вопоставить теологич. догмам объ­яснение религии естеств., земными причинами. Их теории в свое вре­мя играли прогрес. роль. Однако методология Р. бурж. оставалась в целом ненаучной, идеалистиче­ской. В 20 в. в Р. бурж. усиливают­ся откровенно реакц., фидеистич. и иррационалистич. тенденции, оно сближается с теологией. Совр. Р. бурж. включает в себя несколько дисциплин: историю религии, философию религии, феноменологию религии, социологию религии и психологию религии. В системе совр. бурж. идеологии Р. выполня­ет 2 осн. функции: идеологиче­скую, заключающуюся в обоснова­нии необходимости и благотворно­сти религии, и утилитарную, свя­занную с использованием социоло-гич. и психологич. исследований религиозности в целях усиления эффективности идеологич. обра­ботки масс церковью. Теоретич. методологич.   сторона   Р.  бурж. требует со стороны марксистов бескомпромиссной и острой кри­тики, что не исключает критич. использования марксистами фак-тич.    материала,    накопленного бурж.  Р.,  нек-рых его частных выводов, а также разработанных им методов и процедур эмпирич. исследований.  2.  Р.  марксист, есть применение диалектико-мате-риалистич. метода к изучению ре­лигии. Основы Р. марксист, зало­жены классиками марксизма-ле­нинизма, к-рые впервые научно объяснили сущность религии. Ре­лигия, как указывал Ф. Энгельс, есть фантастич. отражение в со­знании людей внешних сил, гос­подствующих над ними в их по­вседневной жизни. Реальные при­родные и обществ, силы, к-рые господствуют над людьми в силу их ограниченных отношений к при­роде и друг к другу, превращают­ся в сознании людей в силы незем­ные,  наделяются  ими сверхъес-теств. свойствами. В системе Р. марксист, можно выделить Р. историч. (т. е. историю религии) и теоретическое. Р. теоретич., в свою очередь, подразделяется на фило­софию религии, социологию рели­гии и психологию религии. Если Р. историч. изучает историю каж­дой религии во всем ее своеобра­зии и в хронологич. последова­тельности, то Р. теоретич. выявля­ет в развитии религии общие зако­номерности, отвлекаясь от случай­ного и несущественного. В основе Р. марксист, лежит изучение диа­лектики соц. и гносеологич. кор­ней религии. Р. марксист, является важным разделом и неотъемлемой сост. частью науч. атеизма, как особой филос. дисциплины. Без науч. объяснения религии нельзя наметить реальные пути се преодо­ления. Поэтому Р. марксист, имеет не только теоретич., но и практич. значение. Оно выступает как важ­ный методологический ориентир системы науч.-атеистического вос­питания трудящихся.

РЕЛИГИОЗНАЯ  КАРТИНА  МИРА совокупность наиболее об­щих религ. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религ. мировоззрения. Р. к. м. в опреде­ленной форме присуща всем ре­лигиям, детально разработана в развитых религ. системах. Гл. признак Р. к. м. - разделение ми­ра на сверхъестественный и естест­венный, при абсолют, господстве первого над вторым. Для Р. к. м. иудаизма, христианства, ислама, ряда др. религий характерны трехъярусное строение мира (не­беса, Земля, преисподняя), про­тивопоставление небесного (со­вершеннейшего) земному (брен­ному), ей присущи гео - и антро­поцентризм. Важнейшие элементы Р. к. м. - креационизм и эсхатоло­гия. Р. к. м. содержится в „св. книгах (Веды, Библия, Коран). Христ. картина мира сформирова­лась путем синтеза библ. идей творения и божьего промысла, космологич. элементов греч. фи­лософии и ряда естеств.-науч. представлений древности, вошед­ших в геоцентрич. систему Пто­лемея. Традиц. Р. к. м. была раз­рушена созданной естествознани­ем науч. картиной мира.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ - мировоззренч. ориентация индивида и груп­пы, выражающаяся в совокупности религ. свойств сознания, поведе­ния, отношений. Общим призна­ком, критерием религ. сознания является религ. вера, к-рая вклю­чает знание и принятие в качестве истинных религ. идей, представле­ний, понятий, мифов, и уверен­ность в объективном существова­нии сверхъестественного. Под степенью Р. понимается уровень интенсивности религ. свойств индивида и группы. Характер Р. можно определить как качественную и количественную особен­ность, специфику черт Р. индиви­да, ipynribi, населения в целом. Типы Р. - это понятия, к-рые отра­жают определенный характер Р., общий для нек-рого числа людей, и па этой основе выделяются соот-нстствующие классификац. груп­пы. Состояние Р. - это относитель­но устойчивая система религ. свойств индивида, группы. Р. изу­чается в ходе конкр. социология, исследований.

РЕЛИГИЯ (лат. rеligio набож­ность, святыня, предмет культа) одна из форм обществ, сознания, отражение действительности в иллюзорно-фантастич. образах, пред­ставлениях, понятиях. По своей сущности „всякая религия являет­ся не чем иным, как фантастиче­ским отражением в головах людей тех внешних сил, которые господ­ствуют над ними в их повседнев­ной жизни, - отражением, в кото­ром земные силы принимают фор­му неземных (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328). Р. извращает реальные отношения в природе и об-ве, наделяет их вымышленны­ми качествами и свойствами, дезо­риентирует людей в познании и преобразовании мира, закрепляет и увековечивает зависимость чело­века от стихийных природных и соц. сил. Подлинно науч., марк­сист, пониманию сущности Р. противостоят субъективно-идеалистич. (У. Джемс), биологизаторские (3. Фрейд), антропологич. (Д. Фрейзер), феноменологич. (М. Шелер), социологич. (Э. Дюркгейм) и др. концепции, с раз­личных позиций отстаивающие ее вечность и необходимость для человека и об-ва. Осн. признаком Р. является вера в реальное суще­ствование сверхъестественного (см. Вера религиозная). Р. вклю­чает в себя мировоззрение религи­озное, совокупность культовых действий (см. Культ религиоз­ный), а также чувства религиоз­ные. Возникновение Р. обусловле­но комплексом соц., гносеологич. и психологич. причин. Низкий уровень обществ, производства и связанные с ним бессилие и страх человека перед стихийными сила-ми природы, а затем непредска­зуемые последствия воздействия соц. сил неизбежно порождали “превратное мировоззрение пре­вратного мира (К. Маркс). Это­му способствовали ограниченность обществ, практики, особенности познават. деятельности человека. Соц. природа Р. обусловила и те соц. функции, к-рые она выпол­няет в об-ве (см. Функции рели­гии). Для первобытнообщин. строя типичными формами Р. были фе­тишизм, магия, тотемизм, ани­мизм. В период перехода к клас. об-ву возникают политеизм, народностно-нац. Р. Возникновение мир. религий буддизма, хрис­тианства, ислама - связано с фор­мированием феод, строя. Р. клас. об-ва, как правило, представляют собой специфич. идеологию, вклю­чающую помимо упорядоченной системы вероучения совокупность обществ.-политич., соц.-экономич., нравств.-этич., эстетич., правовых и др. идей и теорий, фиксируемых в теологии и выражающих интере­сы господств, классов и соц. групп. Нередко Р. выступала и знаменем оппозиц. соц.-политич. движений, использующих определенные ре-лиг, представления для обоснова­ния революц.-демократич. требо­ваний. Р. — преходящая форма обществ, сознания. Она возникла на ранних этапах развития челове­чества и полностью отомрет в раз­витом коммунистич. об-ве. Но это не произойдет автоматически. В преодолении Р. важная роль принадлежит не только объектив­ным, но и субъективным факто­рам. В наст. ър. Р. переживает глубокий кризис, проявляющийся в секуляризации, росте индиффе­рентизма религ., падении ее пре­стижа и обществ, значимости. В этой связи возникают новые богосл. и религ.-филос. течения и направления, ставящие задачу обновления Р. и приспособления ее к изменившимся обществ.-историч. условиям и сознанию совр. человека, реставрируются раннехрист. церк. доктрины, об­новляется весь религ. комплекс.

РЕЛИКВИИ (лат. reliquiae - остат­ки, останки) - пользующиеся религ. почитанием предметы, якобы связанные с жизнью Христа, бого­родицы, святых. К Р. относятся также мощи. Наиболее широко культ Р. распространен в католи­цизме. В католич. храмах и монас­тырях хранятся остатки „одежды Христа , кусочки „креста, на к-ром он был распят , гвозди, „к-рыми его прибивали к кресту , и т. п. Обладающие Р. храмы и монастыри привлекают многочисл. паломников и служат источником огромных доходов духовенства. В погоне за наживой церковь нередко прибегала к откровенно­му обману верующих, демонстри­руя в качестве Р. „молоко бого­родицы , „пот Христа и пр. И хотя этот обман неоднократно разоблачался, он имеет место и ныне. Примером может служить демонстрация т. н. туринской пла­щаницы, на к-рой якобы сохрани­лось изображение умершего Иису­са. Махинации служителей церкви с Р. ярко раскрыл датский писатель Г. Бергстсд (1877-1955) в сатирич. повести „Праздник святого Иоргена (1919).

РЕМОНСТРАНТЫ - см. Арминиане.

РЕНАН Жозеф Эрнест (1823-1892) - франц. писатель, историк и филолог-востоковед. В трудах „История происхождения христи­анства и „История израильского народа критиковал Библию с по­зиций тюбингенской школы, вы­сказывал предположение об исто­ричности Христа.

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - рус. художник. В ряде своих произведений с огромной реалистичностью отразил жизнь дореволюц. России, где знач. роль играла правосл. церковь. В карти­не „Крестный ход в Курской гу­бернии с большой худ. силой запечатлел реальн. событие, пока­зывающее, как церковь сеяла се­мена темноты и невежества в мас­сах. Одно из лучших полотен Р. -„Отказ от исповеди ; в нем. ут­верждается сила человеч. духа, раскрывается несостоятельность нравств. ценностей, предлагаемых церковью. Эти и др. картины Р. имеют неоценимое значение в фор­мировании негативн. отношения ко всем видам духовн. гнета.

„РЕРУМ НОВАРУМ - см. Энцик­лики пап социальные.

РЕФОРМАТЫ - приверженцы каль­винист, церквей континент.-европ. происхождения. Вероучение Р. ос­новывается на Библии, трудах Ж. Кальвина, особенно „Наставле­нии в христианской вере (1536), и различных кальвинист, „веро­исповеданиях , в части. „Бельгий­ском вероисповедании (1561), „Гейдельбергском катехизисе (1562). Богослужение Р. свели к проповеди, чтению Библии и пе­нию псалмов. Отд. общины Р. из­бирают на определенный срок по­дотчетных им пасторов и пресви­теров (старейшин). Служители культа нескольких соседних об­щин составляют пресвитерии, вхо­дящие в провинц. и нац. синоды. Возглавляет церковь данной стра­ны избираемый суперинтендант (епископ). Реформатские церкви имеются в Швейцарии, ФРГ, Фран­ции, Венгрии, Чехословакии, США и др. странах. Существует между­народ, орг-ция Р. - „Всемирн. альянс реформатских церквей, придерживающихся пресвитериан­ского строения , созданный в 1875. В СССР объединения Р., состоящие в основном из лиц венг. национальности, имеются в   Закарпатской  обл. Украины.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio - преобразование, исправле­ние) - соц.-политич. движение 16 в. в Европе против феодализ­ма и его гл. опоры - католич. церкви. Р., по словам Ф. Энгельса, была первым актом бурж. рево­люции в Европе. Своеобразие это­го движения состояло в том, что оно выступало в религ. форме. Р. породила новую разновидность христианства - протестантизм. Начало Р. положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера, к-рый осудил злоупотребления католич. церкви. Вскоре Р. охва­тила мн. страны Европы. В ней существовало 3 осн. течения: консервативно-католическое, буржу­азно-реформаторское и плебейско-революционное. Последнее выдви­гало требования ликвидации част­ной собственности, крепост. права и отмены сословных привилегий. Разрыв с католич. церковью про­ходил в разных странах не одина­ково и не одновременно: в одних гос-вах в ходе гражд. (Германия, Швейцария) и нац.-освобод. (Гол­ландия, Швеция) войн, в других — относительно мирн. путем (Анг­лия, Дания). В Германии Р. носила умеренно бюргерский характер, в Англии осуществлялась по ини­циативе королевской власти в еще более умеренных рамках, и лишь в Швейцарии требования буржуа­зии были в ходе Р. более последо­вательно и решительно воплощены в жизнь. Католич. церковь ответи­ла на Р. контрреформацией, что привело к ожесточенным религ. войнам 16-17 вв.

РИБАТ - см. Текке.

РИЗА, фелонь - парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церк. обла­чение священнослужителей в пра­вославии и католицизме. Р. в пра­вославии называют также металлич. оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа.

РИЗНИЦА - помещение в христ. храмах и монастырях, где хранят­ся священническое облачение и церк. утварь. Р. может находиться как внутри храма (напр., при алтаре), так и в особой пристрой­ке, а в монастырях - даже в не­большом отд. здании.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕР­КОВЬ - см. Католицизм.

РИТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ - судебные процессы по ложному обвинению в убийствах, якобы совершенных с целью человеч. жертвоприношения или исполь­зования крови в религ. обрядах. Наиболее известны Р. п. против евреев, специально подстроенные господств, классами и христ. церковниками с целью разжигания межнац. вражды и отвлечения внимания масс от острых соц. проблем. В Зап. Европе Р. п. известны с 1235. В России первый Р. п. по обвинению евреев в убий­стве христианки (закончился оп­равданием обвиняемых) происхо­дил в Белоруссии в 1799. В 1892-1896 в Вятской губ. происходил Р. п. против удмуртов, якобы при­носивших христиан в жертву языч. богам, а в 1913 в Киеве по клеветнич. обвинению в ритуальном убийстве был сфабрикован Р. п. над евреем Бейлисом.

РИТЧЛЬ Альбрехт (1822-1889) - нем. протест, теолог. Р. исходил из того, что религия может быть де­лом только веры, но не познания. Для христ. догматики бог сущест­вует исключительно как любовь, поэтому из теологии должны быть исключены вопросы, имеющие метафизич. (филос.) характер, сама метафизика возможна лишь на ос­нове христ. этики.

РОБЕРТСОН Арчибалд (1886-1961) - англ. марксист, историк, обществ, деятель. Отстаивал прин­цип историч. подхода к анализу религии, исследовал вопросы про­исхождения христианства, историч. роли религии. В труде „Социализм и религия обосновал необ­ходимость сотрудничества ком­мунистов и верующих в борьбе за социализм.

РОБЕРТСОН Джон Маккиннон (1856-1933) - шотл. ученый, историк первонач. христианства. В книгах „Христианство и мифо­логия (1900), „Языческие христы (1903) и др. отстаивал пози­ции мифологии, школы. Источни­ком мифа о Христе считал дохрист. культ Иисуса (Иошуа). По мне­нию Р., евангелия - собрание мифов, к-рые возникали вследст­вие неверного понимания явлений природы. Осн. методологич. порок взглядов Р. - отсутствие конкр. историч. анализа причин возникно­вения христианства.

РОБЕРТСОН-СМИТ  Уильям (1846-1894) - англ. историк, востоковед. Много внимания уделял критике Библии. Работа „Дохри­стианский Иисус посвящена изучению дохрист. культов. Нач. сту­пенью развития религии считал магию. Идея Р.-С. о приоритете ритуала перед мифом положила основу концепции ритуального происхождения культуры, раз­работанной Фрейзером и его по­следователями. Этнологич. иссле­дования 20 в. не подтвердили эту концепцию.

РОБИНЕ Жан Батист Рене (1735-1820) - франц. философ, непоследоват. материалист, сторонник ги­лозоизма и деизма. С одной сторо­ны, он развивал материалистич. взгляд, что мир не имеет начала и не будет иметь конца ни в прост­ранстве, ни во времени, что мате­рия имеет внутр. источник разви­тия. С другой - он утверждал, что первопричиной всего является бог. Р. подчеркивал внемировой и безличностный характер своего бога, по сути дела наделяя его только отрицат. определениями, превращая в пустую филос. абст­ракцию.

РОБИНСОН Джон (1919) - англикан. епископ, представитель совр. радикальной теологии. В работе „Честность перед богом провоз­глашает необходимость разработ­ки новой концепции бога. В центр христианства ставит соц.-этич. уче­ние. Подлинное христианство дол­жно основываться на активном участии верующего в „мирской жизни. Модернист, концепция Р. является попыткой вывести рели­гию из состояния кризиса.

РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ - клад­бище в Москве, основанное старо­обрядцами для захоронения жертв эпидемии чумы, превратилось в 1771 в духовный центр моск. старообрядч. общины поповцев-перемазанцев. В 1853 на Р. к. учрежден духовный центр Старо­обрядч. архиепископии Моск. и всея Руси, существующий и в наст. вр.

РОДО-ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ - один из историч. типов религий. Р.-п. р. сложились в условиях первобытнообщин. строя. Для Р.-п. р. характерны культ пред­ков, культ вождя, система воз­растных инициации, а также фе­тишист., тотемич., магич., анимистич. верования. Со временем из анимистич. комплекса выде­лялся один из духов, к-рый при­обретал черты племен, бога. По мере разложения родоплемен. орг-ции Р.-п. р. вытесняются народностно-нац. и мир. религиями. В наст. вр. Р.-п. р. распространены у нек-рых народов Азии, Африки, Юж. Америки, Австралии и др.

РОЖДЕСТВО   БОГОРОДИЦЫ   - христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается 8 (21) сентября. Его значение определя­ется той ролью, к-рая отводится церковью божьей матери, давшей человечеству „спасителя , Иисуса Христа. Праздник Р. б. сложился не ранее вт. пол. 5 в. Тогда же бы­ла составлена более или менее полная „биография богородицы. Обосновывая божественность Ма­рии, церковь утверждала, что она была зачата „по божьему обето­ванию . Католич. церковь в 1854 даже приняла догмат о непороч­ном зачатии Марии ее матерью Анной. Однако правосл. церковь этот догмат не признает. Праздник Р. б. всегда использовался христ. духовенством для внушения ве­рующим мысли о том, что каждый из них должен стремиться идти путем „великих праведников , среди к-рых ведущее место зани­мает богородица. При этом учиты­валась особая популярность бого­матери у верующих женщин, счи­тавших, что она является „молитвенницей и „заступницей за них перед богом. Эти идеи и составля­ют осн. содержание праздника.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из гл. христ. праздников. В пра­вославии - относится к двунаде­сятым праздникам. Отмечается 25 декабря (7 января). Времен­ное несовпадение празднования Р. X. зап. и вост. церквами объяс­няется принятыми ими различны­ми системами летосчисления. Основу праздника составляет еванг. миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохрист. культы. В Др. Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Др. Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря отмечалось рождение др.-иран. бога Митры. Праздники эти совпадали по вре­мени с днем зимнего солнцестоя­ния, с к-рым связывался „пово­рот к весне . Рождение богов ассоциировалось с весенним воз­рождением природы. Первоначаль­но Р. X. отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявле­нием, лишь в 4 в. оно было пере­несено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытес­нить широко распространенный в Римск. империи культ Митры. Утверждаясь в разных странах, Р. X. впитывало в себя мн. обря­ды и обычаи существовавших на­родных празднеств, к-рые полу­чали новое толкование в соответ­ствии с христ. вероучением. В части., на Руси, где оно совпало с др.-слав. праздником - святка­ми, христиане заимствовали наи­более распространенные святоч­ные обряды, хотя никакого от­ношения к мифу о Христе они не имели. В наст, вр., как и в прош­лом, Р. X. занимает одно из ве­дущих мест в системе христ. об­рядности. Религ. проповедники подчеркивают, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и рай­ского блаженства для всех людей, независимо от их соц. принадлеж­ности и места в об-ве. В день Р. X. с церковных амвонов звучат про­поведи клас. мира, способствую­щие примирению верующих с соц. несправедливостями эксплуатат. об-ва, настойчиво внушается мысль о полной зависимости че­ловека от бога, без упований на к-рого нельзя рассчитывать на до­стижение счастья. Подобные идеи дают людям ложные жизн. ориен­тиры, обрекают их на пассивное ожидание милостей с неба.

РОЗАНОВ   Василий   Васильевич (1856-1919) - рус. религ. фило-соф и литератор. В нач. 20 в. - один из видных представителей богоискательства. Христианство, по его мнению, выражает миро­ощущение безнадежности и смер­ти. Однако он критикует христи­анство ради другой, „живой ре­лигии, ради иной церкви, ибо „нет народа без храма и бога . Свою философию жизни он пы­тался построить на обожествле­нии эротического, пола, семьи, рода. Отсюда его интерес к фал­лическим культам. По своим политич. убеждениям примыкал к крайне правым кругам об-ва, выступал против революции. Соч.: „Около стен церковных (2 тт., 1906), „Темный лик. Ме­тафизика христианства (1911), „Опавшие листья (1913-1915), „Из восточных мотивов (1916).

РОМА - у др. римлян — богиня-защитница и покровительница Рима.

РОСЦЕЛИН Иоанн (ок. 1050-ок. 1120) - франц. теолог и философ-номиналист (см. Номи­нализм) . Толковал троицу как совокупность 3 отд. богов, отри­цая, т. о., существование единой божеств, субстанции, объединяю­щей, согласно христ. догмату, бо­га-сына, бога-отца и бога-духа св. Церковь объявила это учение ере­тическим.   Р.  отрекся  от  него.

РОШ-ХАШАНА - иуд. праздник нового года. В Библии он назван „днем трубного звука , вероятно, был связан с праздником луны, к-рый отмечался звуками труб, будто бы отгонявшими злых ду­хов. После вавилонск. плена и под влиянием вавилонск. культу­ры Р.-х. превратился в праздник “небесного суда , когда Яхве выносит приговор всему живому.

РУБЛЕВ Андрей (ок. 1360-1370-1427) - рус. живописец, созда­тель моек, школы иконописи. Его творчество опиралось на худ. традиции Моск. Руси. Р. был хоро­шо знаком с искусством Визан­тии и южн. славян, что также на­шло отражение в его произведе­ниях. В рамках ср.-век. иконографии Р. сумел показать духовн. и нравств красоту человека („Спас , „Апостол Павел , „Апос­тол Михаил ). Иконы его письма и его настенные росписи наполне­ны глубоким поэтич. и филос. содержанием. В нек-рых произве­дениях Р. явно виден отход от церк. канона („Троица ). Твор­чество Р. - одна из вершин рус. и мир. культуры. В 1947 на терри­тории бывшего Андроникова мо­настыря в Москве, в к-ром не­сколько лет жил и трудился Р., был открыт Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева.

РУДРА - один из древн. доведич божеств Индии. Считался богом молнии, грома, повелителем бурь и ветров. Поклонялись ему также как целителю, владыке лечебных трав, продлевающему жизнь. Пре­терпев ряд трансформаций и слив­шись с Шивой, Р. стал одним из гл. богов индуизма.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ,     хиротония (греч. cheirotonia - действие си­лой рук) - обряд возведения в священнический сан (дьякона, священника, епископа и др.) в христианстве, прежде всего в пра­вославии и католицизме, где он рассматривается как таинство, в процессе к-рого при возложении рук вышестоящего служителя культа на голову посвящаемого последнему якобы чудесным об­разом передается „божеств, благо­дать . В протест, церквах посвя­щаются на служение посредством рукоположения пресвитеры, дья­коны и др. служители мужского пола, избранные церковью. В ре­зультате борьбы вокруг равнопра­вия женщин в религ. жизни ряд протест, церквей (напр., еписко­пальная церковь США, пресвитери­анская и лютеран, церкви в США. Нац. ассоциация конгрегациона-листских христ. церквей и др.) приняли решения о Р. женщин не только в сан дьякона, но и пресвитера.

РУЛЬЕ Карл Францевич (1814-1858) - рус. биолог-эволюцио­нист, проф. Моск. ун-та. Развивал до Дарвина учение об обусловленности эволюции живой природы изменениями окружающей среды, но не поднялся до представления о естеств. отборе. Отвергал гос­подств, взгляды о неизменяемости видов, критиковал теологич. ха­рактер учения Кювье, пропаганди­ровал естественнонаучные знания.

РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ вторая (после Рус. правосл. церкви) по числу привер­женцев правосл. церковь. Автоке­фальной стала в 1885, с 1925 воз-тарляется патриархом (он же митрополит Бухарестский). В 1948 произошло объединение Р. п. ц. с греко-католич., униатской цер­ковью. Руководит Р. п. ц. синод и Нац. церк. собор. В состав Р. п. ц. входит 5 метрополий, 12 епархий, 8600 приходов, ее синоду подчи­нены также епископат в Америке и церк. округа в Иерусалиме, Со­фии, Вене, Лондоне, Баден-Бадене. Р. п. ц. имеет 2 теологич. института и ряд духовных семинарий, около 100 монастырей. Р. п. ц. - член Всемирн. совета церквей.

РУМЯНЦЕВ Николай Васильевич (1892-1956) - автор ряда работ по истории христианства: „Языче­ские христы - античные предшест­венники христианства (1929), „Дохристианский христос (1926), „Апокалипсис - Откровение Иоанна (1934), „Правосл. празд­ники, их происхождение и кпас. сущность (1936). Р. принимал активное участие в работе об-ва „Атеист и Союза воинствующих безбожников.

РУСАЛИН - др.-слав. языч. празд­нества, связанные с поклонением духам плодородия, растительно­сти, дождя. В Др. Руси сохраня­лись как пережиток дохрист. веро­ваний.

РУСАЛКА - женский мифологич. образ, в верованиях вост. славян — существо, живущее в водоемах (иногда в лесах). В образе Р. соединились др. верования в ду­хов воды, плодородия с более поздними представлениями о „не­чистых покойниках (напр., утоп­ленницах).

РУССИКУМ, колледж св. Терезы - спец. уч. заведение, находится под контролем и руководством орде­на иезуитов и подчинено курии римск. Создано папой Пием XI в 1929. Р. готовит пропагандист­ские кадры для подрывной дея­тельности на территории СССР и др. социалисгич. стран. Среди выпускников Р. немало выходцев из среды белоэмигрантов, приняв­ших католичество.

„РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕР­КОВЬ - см. Карловацкий рас­кол.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕР­КОВЬ - самая крупная из правосл. автокеф. церквей. Возникла после принятия христианства на Руси (988) и в течение длит, времени находилась в зависимости от константиноп. патриарха. Лишь в се­редине 15 в. обрела фактич. самостоятельность. В 1589 в Рос­сии было учреждено патриаршест­во, просуществовавшее до 1721, когда для руководства церковью был образован Синод во главе с обер-прокурором. Будучи гос. церковью Рос. империи, Р. п. ц. на протяжении всей своей истории защищала устои правящих клас­сов, царского самодержавия. Яв­ляясь крупным собственником и эксплуататором, она выступала против революц. движений, любых проявлений свободомыслия, пре­пятствовала развитию науч. зна­ния, культурному прогрессу. Пос­ле крушения самодержавного строя на поместном соборе 1917 было восстановлено патриаршест­во. Главой церкви стал Тихон (Белавин), к-рый предал анафеме Сов. власть. Р. п. ц. заняла откро­венно враждебные позиции по от­ношению к революции. Лишь в кон. 20-х гг. она изменила политич. ориентацию, заявив о своем лояль­ном отношении к сов. строю. В наст. вр. Р. п. ц. является наиболее значительным по числу привер­женцев религ. объединением в СССР. В ее ведении находятся 76 епархий и 4 экзархата. 3 экзарха­та и 2 благочиния имеются за ру­бежом, объединяя находящиеся там приходы. Приходы Р. п. ц. в США и Канаде входят в отд. округ. Управляется Р. п. ц. Сино­дом во главе с патриархом. Она готовит кадры духовенства в 3 духовных семинариях и 2 акаде­миях, осуществляет издатель­скую деятельность, выпуская богослужебную лит-ру, а также „Журнал Моск. патриархии . Издаются Библия, ежегодные ка­лендари, богосл. труды. В веде­нии Р. п. ц. 18 монастырей (2 из них находятся за границей). Денежные ее доходы складывают­ся из добровольных пожертвова­ний, платы за требы и сумм, по­лученных от продажи свечей и предметов культа. Р. п. ц. поль­зуется равными правами с др. религ. объединениями. Конститу­ционные гарантии свободы совес­ти создают ей все возможности для удовлетворения религ. потреб­ностей верующих.

РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИС­ТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА РУ­БЕЖОМ (РСХД) - белоэмигрант­ское объединение, ставящее, со­гласно заявлениям его лидеров, задачу привлечения верующей мо­лодежи, выработки у нее христ. мировоззрения, а также подготов­ки „защитников веры и церкви для борьбы с совр. материализ­мом и атеизмом. Создание РСХД провозглашено на съезде эмигрант­ской молодежи в Пшерове (Чехо­словакия, 1923). Активную роль в его становлении сыграли религ. философы С. Булгаков, Н. Бердя­ев, В. Зеньковский (первый пред­седатель РСХД) и др. Это в значит, степени определило общую направ­ленность движения, центр к-рого обосновался в Париже. С первых дней своего существования РСХД стало на путь антисоветизма, при­нимало участие в различных ак­циях зап. пропаганды против Сов. гос-ва. После второй мир. войны часть участников движения поки­нула его ряды, поняв его беспер­спективность. В то же время в него вошли оказавшиеся на Запа­де предатели Родины, спасавшиеся от справедливого возмездия. Курс РСХД становится более неприми­римым, антисоветизм выходит в его деятельности на первый план, вытесняя вопросы религ. характе­ра. РСХД сотрудничает с реакц. силами на Западе, оказывает под­держку мн. т. н. диссидентам в нашей стране. Нек-рые из них, покинув Советский Союз, стали активными участниками движе­ния. Это наряду с др. причинами подорвало еще больше и без того шаткие позиции РСХД. Его попытки расширить свое влияние за пределами Франции, в части, в США, особого успеха не имели. В наст. вр. РСХД переживает тя­желый кризис, что вынуждены признать его лидеры. Оно пытает­ся преодолеть его на путях еще большей активизации антисов. деятельности. О религ. целях дви­жения его идеологи вспоминают все реже.

РУССО Жан-Жак (1712-1778) - франц. просветитель, идеолог ре-волюц. буржуазии 18 в., сторон­ник деизма. Подверг критике ре­лиг. догматику и политику духо­венства, отвергал церк. учение о сотворении богом природы и управлении обществ, развитием, о божеств, характере монархич. власти и феод, привилегий, под­черкивал антигуманный характер христианства. Вместе с тем Р. при­знавал существование бога как су­щества, к-рое приводит в движе­ние Вселенную и управляет миром. Р. высказывал предположение о за­мене христианства деизмом в ка­честве господств, религии. Эта мысль была практически реализо­вана Робеспьером, провозгласив­шим Верховного существа культ в качестве гос. религии.

РУСТАВЕЛИ Шота (12 в.) - груз, поэт-гуманист и мыслитель, автор шедевра мир. лит-ры - поэмы „Витязь в барсовой шкуре . Р. яв­лялся приверженцем пантеистич. взглядов, “Ареопагитик и учения И. Петрици, за что подвергался го­нениям со стороны клерик. кру­гов.

РЯСА (от греч. rason - истертая одежда) - внебогослужебная верх­няя одежда католических и право­славных священнослужителей и монахов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

МИД - МОН

МИДРАШ (др.-евр. „драш - исследование, истолкование) — особый вид иуд.-богосл. лит-ры 4-12 вв...

Авторизация



Движение атеизма:

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...