СЕБ - СОЮ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
СЕБЕК, Собек - егип. бог воды и разлива Нила, дающий изобилие и плодородие. Расцвет культа С. приходится на 19—18 вв. до н. э. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила. Позднее отождествлен с Ра и Амоном.
СЕИД, сейид (араб. - господин) - почетный титул мусульман, ведущих свое происхождение от Мухаммеда (у шиитов — от Али). В знак отличия носят зеленую чалму. В ср. века С. называли также предводителей племен и представителей знати.
СЕКРЕТАРИАТ ПО ДЕЛАМ НЕВЕРУЮЩИХ (лат. Secretariatus pro поп credetobus) - учреждение в составе курии римск., созданное в 1965. Задача С. по д. н. сформулирована Ватиканом следующим образом: „Секретариат занимается изучением атеизма для того, чтобы выявить его причины и установить диалог с неверующими . С. по д. н. — один из ведущих католич. центров, занимающихся проблемами борьбы с марксист, атеизмом. Во мн. странах функционируют его отделения - нац. секретариаты. Им был проведен ряд региональных симпозиумов в Зап. Европе, Лат. Америке, Африке и Азии. С. по д. н. координирует свою деятельность, направленную на усиление идеологич. борьбы против атеизма и его растущего влияния в сов р. мире, с др. католич. орг-циями, занимающимися антиатеистич. пропагандой, в части, с орденом иезуитов. Под эгидой секретариата было выпущено в свет четырехтомное изд. филос. ф-та Салезианского ун-та „Современный атеизм , в к-ром фальсифицируются марксист, атеизм, его история, положение религии и церкви в социалистич. странах. В 1970 С. по д. н. опубликовал записку об изучении марксизма в католич. семинариях, с тем чтобы будущие священники получили определенные сведения о марксизме и атеизме, интерпретированные, естественно, в антикомму нистич. духе. С. по д. н. издает бюллетень „Ateismo e dialogo („Атеизм и диалог ), к-рый рассылается во все епархии.
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ (лат. sekta - образ мыслей, учение) — один из типов религ. объединений. С. р. возникает как оппозиц. течение по отношению к тем или иным религ. направлениям. Порожденная клас. противоречиями, она может быть выразителем соц. протеста групп, недовольных своим положением в клас. антагонистич. об-ве. Для С. р. характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейн. принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению (ревивализм), признаком к-рого считается строгое соблюдение определенного нравств. кодекса и ритуальных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. С. р. отрицает институт священства, лидерство считает харизматическим, право на него признает за лицом, к-рое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на „обращение , предшествующее членству. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у религ. объединений иных типов. Однако совокупность признаков характерна именно для С. р Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектант, течениях. Историч. судьба С р. неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в церкви или деноминации. То или иное направление эволюции С. р. детерминируется соц. условиями.
СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА - секты, существовавшие в период формирования христ. вероучения в 1-2 вв. Христианство никогда не было единой религией. Уже в одном из самых ранних христ. произведений - Откровении св. Иоанна упомянуты разные группы христиан: николаиты, сторонники Валаама, сторонники пророчицы Иезавели. В 1-м послании Павла к коринфянам упоминается о разделении христиан („у вас говорят: „я Павлов ; „я Аполлосов ; „я Кяфин и т. д.). Одной из ранних христ. групп, к-рую затем ортодокс, направление объявило ересью, были иудео-христиане, т. е. христиане, не порывавшие с иудаизмом, соблюдавшие ряд иуд. обрядов. Себя они называли „эбиониты (нищие), „евреи , „назореи . Они проповедовали полное отречение от мира, ожидали скорого второго пришествия, выступали против богатства, почитали Иисуса Христа как праведного человека, на к-рого при крещении сошел дух божий. Сохранились фрагменты иудео-христ. евангелий. В борьбе с этой группой выделяется направление, к-рое затем станет господствующим (ортодоксальным). Ко 2 в. получает распространение гностицизм, создается много разных, не связанных между собой групп христиан-гностиков. Во вт. пол. 2 в. появляется секта монтанистов (см. Монтанизм). Ее основатель - Монтан, бывший жрец фригийской богини Кибелы. Монтанисты занимались пророчествами, ожидали скорого второго пришествия, проповедовали аскетизм, не признавали власти епископов. Между всеми этими сектами велась непрерывная борьба. В 3-4 вв. количество сект увеличивается. В 4 в. в Сев. Африке возникает секта донатистов, к-рая непримиримо относилась к тем, кто отступался от веры из-за гонений. Левое крыло секты донатистов - агонис-тики участвовали в антиримск. восстаниях. С 4 в. распространяется арианство.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis - мирской, светский) — процесс освобождения различных сфер об-ва, обществ, групп., индивид, сознания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институтов от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении ее места в об-ве, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церк. собственности в пользу гос-ва, освобождении от религ. санкционирования гос.-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развитии светского искусства и морали и т. д. Не на всех этапах процесс С. включал в себя все эти элементы. В средние века он сдерживался духовной диктатурой церкви, однако постепенно расширялся по мере утверждения бурж. отношений. Развитие капитализма ускорило процесс С. Особенно отчетливо обнаруживалось падение влияния церкви в эпоху Возрождения, в период Реформации, подготовки бурж. революций. Франц. бурж. революция не только активизировала процесс превращения церк. и монастыр. земель в собственность светских властей, но и частично осуществила принципы свободы совести, понимаемой как свобода вероисповедания, отделила церковь от гос-ва, отчасти изъяла образование из ведения церкви. В капиталистич. об-ве процесс С. носит противореч. характер. С одной стороны, рабочий класс, руководствуясь марксист.-ленин. теорией, ведет борьбу за преобразование об-ва на социалистам, началах. Развитие науки и техники также способствует ослаблению влияния религии. С другой стороны, действует ряд факторов, сдерживающих С. и укрепляющих позиции религии. В бурж. об-ве имеются глубокие соц. корни религии - эксплуатация, класс. гнет, стихийность обществ, развития, неизбежно порождающие в сознании масс религ. верования. В совр. условиях буржуазия стремится использовать религию для укрепления существующего строя. Создаются бурж.-клерик. партии, пытающиеся сакрализовать (см. Сакрализация) сознание людей и различные сферы обществ, жизни. Получают широкое развитие идеалистич. и религ.-филос. течения, попираются принципы свободы совести. В со-циалистич. об-ве соц. корни религии подорваны, и потому процесс С. отличается глубиной, широтой и полнотой. Наряду с преодолением религии происходит утверждение науч.-материалистич. взглядов на мир, подлинно гуманных норм и ценностей в сознании, поведении и отношениях людей.
СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ - течение в совр. протест, теологии, исходным пунктом к-рого является выдвинутая Д. Бонхёффером идея создания безрелиг., или секулярного, христианства. Сторонники умеренного крыла С. т. (в США - Г. Ваганян, Г. Кокс, в ФРГ - Д. Зёлле) констатируют „смерть бога как отсутствие адекватности между совр. человеч, представлениями о боге и самим богом. Они видят задачу теологии в том, чтобы возродить библ. веру в „живого бога”. Сторонники радикального крыла С. т. (в США - Т. Альтицер, В. Гамильтон, П. Ван-Бурен) придерживаются концепции „христ. атеизма . Их теология „смерти бога означает признание смерти самой концепции теизма, смерти бога библ. христ. традиции. В поисках новой формы выражения „сверхъестественного эти теологи обращаются к различным школам светской философии, к различным мистич. учениям. Общим для сторонников С. т. является понимание того, что традиц.-церк. форма христианства утратила значение для совр. человека и для мира, ставшего без религиозным, вступившего в постхрист. эру истории. Христианство должно либо погибнуть, либо принять новый облик, соответствующий секулярному миру.
СЕЛЕНА (от греч. selas - свет, блеск) - др.-греч. богиня луны, дочь Гелиоса (солнца) и Геи. Изображалась в виде женщины с серпом луны на голове, иногда с факелом в руке, ведущей за собой звезды. В др.-греч. мифологии С. порой отождествлялась с Артемидой или с Гекатой — покровительницей чародейства и ворожбы.
СЕМИК - др.-слав, праздник, знаменовавший конец весны и начало лета, связанный с рядом обрядовых действий, порожденных верой наших предков в растит, духов. Отсюда основой обрядности С. стал культ растительности, в части, у русских - культ березки. Характерно др. название праздника - зеленые святки. Название С. закрепилось за этим праздником уже после принятия христианства на Руси, т. к. он приходился на четверг седьмой недели после пасхи. С. слился с праздником троицы, но возникшие в древности обрядовые действия сохранились, хотя не имели отношения к содержанию христ. празднества. Нек-рые обычаи С. сохраняются в сельской местности и поныне, давно утратив свой магич. смысл.
СЕМИНАРИЯ ДУХОВНАЯ (лат. seminarium, букв. - рассадник) - в христианстве - среднее церк. уч. заведение, предназначенное для подготовки служителей культа. В СССР Рус. правосл. церковь имеет 3 С. д. Свои С. у Груз, правосл. церкви, армяно-григо-риан. церкви и католической. С. д. имеются также и в нек-рых протест, церквах.
СЕНЕКА Луций Анней (4 до н. э. - 65 н. э.) - римск. философ и писатель, один из гл. представителей стоицизма. Основным в человеке С. считал духовно-моральные качества: бесстрастие, терпение, милосердие, преодоление страха смерти и презрение к внешнему благополучию. Единство божеств, природы и человеч. души (совершенной она может быть у раба и у господина) — условие достижения высш. блага. Допуская равенство духовное, С. признавал естественной разницу в соц. положении людей, что означало примирение с существующими порядками. Идеи С. оказали значит, влияние на формирование христианства. Энгельс писал, что если Филона можно считать отцом христ. учения, то „дядей его был Сенека. Некоторые места из Нового завета как будто списаны почти дословно с его сочинений (т. 21, с. 9). Осн. произведения: „О блаженной жизни (58-59), „Нравственные письма к Лицилию (63-64).
СЕПТУАГИНТА (от лат. „семьдесят ) - перевод Ветхого завета на греч. язык, осуществленный, согласно легенде, за 72 дня переводчиками, приехавшими из Иерусалима в Александрию по приглашению егип. царя Птолемея II Филадельфа в середине 3 в. до н. э. Историч. критики эта легенда не выдерживает. Перевод Ветхого завета производился постепенно в течение не менее 2 столетий для удовлетворения нужд егип. евреев, использовавших в то время в быту греч. язык. С. содержит около 10 книг и отд. текстов, к-рые впоследствии по ряду причин исчезли из др.-евр. текста и не входят в совр. иуд. канон. Они считаются неканоническими и в христианстве, тем не менее публикуются в католич. и правосл. изданиях Библии в переводе с С.
СЕРАПИС, Сарапис - бог эллинистич. мира, культ к-рого был введен Птолемеем I Сотером (305-283 до н. э.) в Александрии для сближения греч. и егип. населения на религ. основе. Египтяне отождествляли С. с Осирисом, иногда с Аписом, греки считали С. богом плодородия и отождествляли с Зевсом и Аполлоном.
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (в миру - Прохор Мошнин, 1760-1833) - один из наиболее почитаемых в рус. православии святых. В 17-летнем возрасте ушел в Саровскую пустынь, где, постригшись в монахи, провел более полувека в „молитв, трудах , принимая многочисл. паломников, давая им жизн. наставления. Его поучения отличаются крайним консерватизмом. Ставя в пример верующим подвижническую жизнь С. С, церковь особо подчеркивает ценность его поучений о необходимости „стяжания св. духа , провозглашая таковое гл. назначением христианина. Канонизация С. С. состоялась в 1903 по личному указанию царя и носила сугубо политич. характер: с ее помощью царизм стремился отвлечь внимание масс от революц. движения.
СЕРАФИМЫ (евр. - пламенные) - в иудаизме и христианстве - ангелы, стоящие на высш. ступени небесной иерархии, ближайшие к „престолу божьему . Изображались в облике людей с 6 крыльями (двумя закрывают лицо, двумя - ноги, с помощью двух оставшихся летают, непрерывно славя господа).
СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самое крупное религ. объединение Югославии. Является автокефальной с 1219. Имеет в своем составе 28 епархий (из них 7 за границей), около 24 тыс. приходов, преимущественно в Сербии, Черногории и Македонии, 180 мужских и женских монастырей. Кадры священнослужителей и богословов для С. п. ц. готовятся на богосл. ф-те в Белграде, в 4 семинариях и монаш. школе. С. п. ц. издает 7 газет и журналов.
СЕРВЕТ Мигель (1509 или 1511-1553) - исп. мыслитель, ученый и врач, подвергший резкой критике христ. догматику, в части, догмат о троице. В своем осн. труде „Восстановление христианства выступал за очищение христианства от искажений его католиками и протестантами. Занимаясь медициной, открыл т. н. малый круг кровообращения, предвосхитивпоследующие открытия в этой области. Подвергавшийся постоянным преследованиям со стороны инквизиции, С. был вынужден проводить жизнь в скитаниях. В Женеве он был схвачен по указанию Кальвина и сожжен на костре.
СЕРГИЙ (Страгородский Иван Николаевич, 1867-1944) - патриарх Моск. и всея Руси. Принял монашество в 1890. Епископ с 1901. С 1925 - зам. патриаршего местоблюстителя, затем - патриарший местоблюститель, т. е. фактический глава Рус. правосл. церкви. В 1927 Синод по инициативе С. обратился к духовенству и мирянам с посланием, в к-ром призвал церковь к лояльности к Сов. власти. В годы Великой Отечеств, войны занимал патриотич. позиции. На поместном соборе 1943 был избран патриархом.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (до принятия монашества - Варфоломей Кириллович, ок. 1321-1391) - рус. церк. и политич. деятель, основатель и игумен Троицкого монастыря (см. Троице-Сергиева лавра). Деятельность С. Р., оказавшего поддержку моек, князьям в борьбе за объединение рус. земель, носила объективно прогрес. характер. Однако нет никаких оснований преувеличивать ее значение, изображать этого церк. деятеля „собирателем рус. земель , как это делают правосл. авторы. Идеализируют они и роль С. Р. в победе над татаро-монг. завоевателями на Куликовом поле. Канонизировав С. Р. в 1422, Рус. правосл. церковь широко развернула пропаганду его культа, что в значит, мере способствовало росту авторитета созданного им монастыря, к-рый превратился в крупнейший релит, центр дореволюц. России, обладавший огромными богатствами. Церковь усиленно пытается пропагандировать культ С. Р. и в наши дни.
СЕТ - вдр.-егип. религии - бог, сын Геба и Нут, олицетворение пустыни, брат и убийца Осириса, гл. враг душ умерших во время их загробных скитаний.
СЕХМЕТ, Сахмет, Сохмет — егип. богиня войны, помогающая фараону в битве, а также богиня-целительница, покровительница врачей. Изображалась в виде женщины с головой львицы.
СЕЧЕНОВ ИванМихайлович (1829-1905) - рус. ученый-материалист, основоположник науч. физиологии и совр. психологии. Рассматривая т. н. душевную деятельность с позиций материалистич. монизма, С. впервые экспериментально доказал, что все акты психич. жизни „по способу происхождения суть рефлексы , обосновал положения о головном мозге как материальном субстрате психического, о детерминированности психич. явлений внешним миром. Эти идеи, изложенные в книге „Рефлексы головного мозга (1866), нанесли сокрушит, удар по релит, представлениям о душе как особой, мистич. сущности, не зависящей от тела, дающей ему свободу воли, бессмертной, непознаваемой. Учение С. явилось существ, вкладом в естеств.-науч. обоснование атеизма.
СИВИЛЛИНЫ КНИГИ - сборники предсказаний, изречений, пророчеств, созданные греч. жрецами в 6 в. до н. э. Попав в Рим, С. к. хранились в Капитолийском храме. В обществ, и религ. жизни Рима С. к. играли значит, роль. Обычно изречение С. к. толковалось жрецами как предложение ввести к.-л. новый обряд, чтобы умилостивить божество.
СИВИЛЛЫ - легенд, прорицательницы в Др. Греции, к-рые якобы сообщали людям волю богов. По преданию, С. Герофила предсказала Троянскую войну. Особенно почиталась С. Куманская, к-рая якобы жила тысячу лет. Ей приписывают авторство 9 Сивиллиных книг.
СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (ок. 1235 - ок. 1282) - франц. философ, представитель т. н. лат. аверроизма. Сторонник учения о двойственной истине. Считал мир „совечным богу. Признавал вечность материи, детерминизм, сомневался в божеств, провидении, отвергал чудеса. Душа, по С. Б., смертна, загробного воздаяния нет, молитвы не нужны. За свободомыслие был осужден церковью и убит.
СИДДХАРТХА ГАУТАМА - см. Будда.
СИЗИФ (Сисиф) - в греч. мифологии - строитель и царь Коринфа. Наиболее распространен миф о том, как С. обманул Смерть (Танатос), заковал ее и держал в плену. Арей освободил Смерть, унесшую с собой и С. Однако С. удалось вернуться на землю. За это возвращенный Гермесом в Аид С. был приговорен богами вечно вкатывать на гору камень, к-рый, достигнув вершины, скатывался обратно. Выражение „сизифов труд стало крылатым для обозначения тяжелой безрезультатной работы.
СИКХИЗМ (от санскр. сикх - ученик) — религия, возн. в 16 в. в Сев.-Зап. Индии, отразившая протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя и феод, гнета. Основатель — гуру (учитель) Нанак (1469-1539). В 17 в. в общину сикхов усилился приток крестьян, она приобрела черты военно-демокра-тич. орг-ции. Это была община равных, отрекшихся от касты и племени. Идеология С. стала открыто антифеодальной, стала знаменем борьбы народа против империи Великих Моголов, к-рая завершилась созданием гос-ва сикхов, превратившегося со временем в типичное феод, гос-во, просуществовавшее до завоевания его англичанами в 1849. С. признает единого неперсонифицированного бога. Все явления окружающего мира — лишь проявление высш. силы творца. Признавая всех людей равными перед богом, сикхи отреклись от ортодокс. индуизма. Вероучение С. изложено в книге „Грантх Сахиб (букв. -„Господин книга ), к-рая содержит наставления и жизнеописания гуру, является источником учения и объектом богослужения. С. сохраняется до сих пор.
„СИЛЛАБУС” (лат. - перечень) - приложение под названием „Перечень главнейших заблуждений вашего времени к папской энциклике от 8 декабря 1864, в к-ром перечислены и осуждены обществ.-политич. и релит, движения, науч. принципы, подрывающие учение католич. церкви и авторитет римск. папы. В частн., преданы анафеме социализм и коммунизм, атеизм и требование свободы совести, рационализм и т. п. В 1907 был издан еще один „С , направленный против прогрес. обществ, движений, свободомыслия и достижений науки, против модернизма в католицизме. Осн. назначение „С. - укрепить влияние папства и католицизма в обществ, и науч. сферах.
„СИЛЛОН (франц. - борозда) - франц. католич. орг-ция, основанная в 1894. Возглавлялась одним из идеологов христ. демократии - Марком Санье (1873-1950). Стремясь удержать трудящихся под своим влиянием, Санье и его сторонники осуждали капитализм, поддерживали борьбу рабочих за повышение их жизн. уровня, выступали против церк. контроля в мирских делах. В 1910 папа Пий X обвинил силлонистов в модернист, ереси, отходе от церк. соц. учения и запретил их деятельность, санкционировав существование лишь епархиальных групп С
СИЛЬВАН — в др .-римск. мифологии — бог, родственный Фавну, покровитель лесов, садов, стад, собственности. С. изображался старцем с венком из сосновых веток на голове и серпом в руке. Греки отождествляли С. с Паном. В христ. религии С. превратился в св. С.
СИМВОЛ ВЕРЫ - краткий свод гл. догматов, составляющих основу вероучения к.-л. религ. течения или церкви. С. в. должен приниматься слепо, на веру, без доказательств. Общехрист. (апостольский) С. в. состоит из 12 частей, или „членов . В первых восьми говорится о троичности бога, „вочеловечении Иисуса Христа и искуплении грехов; четыре последних посвящены церкви, крещению и „вечной жизни . С. в. составлен „отцами церкви и утвержден на Никейском (325) и Константиноп. (381) вселен, соборах. С. в. читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором присутствующими в храме. Кроме апостольского известны С. в. св. Афанасия (более подробно излагает учение о троице и воплощении Христа), С. в. Тридентского собора (С в. католицизма). Подробное толкование С. в. дается в катехизисах, катехизич. поучениях или спец. документах, именуемых „исповедание веры .
СИМВОЛИКА РЕЛИГИОЗНАЯ - совокупность символов, характерная для развитых релит, систем, с помощью к-рой выражаются различные отвлеченные понятия и концепции. В виде С. р. могут выступать материальные, словесные, изобразит, знаки, к-рые носят ритуальный характер и служат эквивалентом — заменителем св. текста, божества, этич. заповедей и т. д. В ранних формах религии грань между объектом поклонения и его заменителем практически отсутствовала. Любой предмет необычной формы мог рассматриваться и как дух, и как его вместилище, и как его символ одновременно (см. Фетишизм). Металлич. подвески в виде птиц, зверей на костюме шамана - это и символы его духов-помощников и в то же время сами духи. По мере развития человеч. об-ва, усложнения религ. систем С. р. все более совершенствуется. С ее помощью достигается определенная цель - сакральный смысл учения должен быть скрыт от непосвященных. Примеры С. р. бесчисленны: в христианстве агнец — символ Иисуса Христа, голубь - св. духа; в буддизме триратна - символ будд, троицы (Будды, учения, общины); в ламаизме в центре иконы „Колесо жизни изображены: петух - символ похоти, змея — символ зла, свинья — символ невежества (3 первопричины, вызывающие постоянное перерождение человека в мире греха). Насыщенностью С. р. отличается релит, искусство (живопись, архитектура, музыка), в части, икона в христианстве и буддизме заключает в себе многослойную сакральную информацию, зашифрованную с помощью символов. Полны С. р. св. тексты разных религий. Нек-рые символы превратились как бы в знамя конкр. религии. Таковы крест - символ христианства; чакра (колесо с 8 спицами) — символ буддизма; ваджра (пучок перекрещивающихся молний) - символ ваджраяны и ламаизма; полумесяц - ислама.
СИМОНИЯ (от имени еванг. персонажа Симона-волхва) - распространенная в период средневековья покупка и продажа церк. должностей. С. была важным источником доходов папы и королей. Одним из требований Реформации была ликвидация С.
СИМФОНИЯ (греч., букв. - собрание слов) - собрание в алфавитном порядке всех встречающихся в Библии слов, выражений и фраз, с указанием места, где они находятся. Имеются также С. к Корану, к соч. Лютера и др.
СИН - в вавилонск. религии - бог луны, света, мудрости, сын верховного бога Энлиля, отец бога солнца Шамаша и богини плодородия Иштар. Центром его культа были гг. Ур и Харран.
СИНАГОГА (от греч. synagoge - собрание, место собрания) - в иудаизме - молитв, дом и община верующих. С. возн. в Палестине в 4 в. до н. э., а после разрушения римлянами Иерусалим, храма (70 н. э.) стали создаваться в диаспоре, где они помимо религиозных выполняли функции управления евр. общинами. В С. совершается богослужение, читается и комментируется Тора. Для здания С. характерны прямоугольная форма, при входе - портик, за к-рым расположена сама С., разделенная рядами колонн на несколько нефов (3 или 5), у вост. стены — ковчег завета со свитками Торы, впереди - возвышение для чтения их. Помещение для женщин отделено (обычно решеткой) от помещения для мужчин. При С. обычно существовали религ. школы, обучение в к-рых сводилось гл. обр. к заучиванию религ. текстов. В СССР и социалистич. странах С. служат только для культовых целей.
СИНЕДРИОН (греч. - совет) - в 1 в. до н. э. высш. коллегиальный орган власти в Иудее, с судебными и политич. функциями, заседавший в Иерусалим, храме под председательством первосвященника. Наряду со жречеством в С. заседали представители светской аристократии. Находился под контролем римск. прокуратора.
„СИНИЙ КРЕСТ - религ. об-во протест, ориентации; возн. в 1877 в Женеве (Швейцария), позже получило широкое распространение в Германии. Оно создавало общины (по образцу баптистских), молодежные кружки, оркестры и хоры, устраивало торжеств, шествия и собрания. В программе „С. к. содержались призывы покончить с пьянством и бороться за „решит. христианство . Все это способствовало росту популярности „С. к. , особенно среди молодежи. В Россию „С. к. проник в нач. 20 в. и имел общины в Латвии и Эстонии. После окончания Великой Отечеств, войны общины „С. к. влились в Союз еванг. христиан-баптистов.
СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (греч. synkretismos - соединение) - смешение, неорганич. соединение разнородных вероучит. и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историч. развитии. Ярким примером С. в религии является яп. синтоизм.
СИНОД ЕПИСКОПОВ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ - совещат. орган при папе римск., созданный Павлом VI по рекомендации II Ватикан, собора. Собирается по инициативе папы раз в 3 года. С. е. к. ц. обсуждает назревшие важные для церкви вопросы. Решения синода принимаются 2/з голосов и вступают в силу по утверждении их папой. Часть членов синода избирается нац. конференциями епископов, другая назначается папой.
СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (греч. synodos - собрание) - совещат. орган при патриархе, состоящий из высш. иерархов. Учрежден Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 под названием „Святейший Правительствующий Синод . Во главе его стоял правительств, чиновник - обер-прокурор С, к-рый фактически руководил всей деятельностью церкви. В наст. вр. С. состоит из 8 членов — епархиальных архиереев, при председателе - патриархе Моск. и всея Руси. 5 членов являются постоянными, а 3 — временными. При С. имеются отделы: учебный, издательский, хозяйственный, внешних церковных сношений и др.
СИНТОИЗМ (синто, т. е. путь богов — китаизир. калька др.-яп. слова каннагара), шинтоизм –т радиц. нац. религия японцев. Сложился в раннефеод. эпоху (6-7 вв.) на базе родоплемен. анимистич. культов и шаманства. Этот процесс совпал с укоренением на яп. почве буддизма, и после периода соперничества духовенство обеих религий выработало модус сосуществования, т. н. рёбу-синто (двуединый С), по к-рому боги С. признаются аватарами различных персонажей буддизма. В наст. вр. более половины населения Японии формально исповедует обе религии, отправляя обряды жизн. цикла (благословение новорожденных, брак) в синтоист, храмах, а похоронно-поминальные обряды - в буддийских. В 19-20 вв. возник ряд неосинтоист, сект, к-рые отрицают буддизм и сосредоточивают все стороны культа в своих рамках. После революции Мэйдзи (1868) и до поражения Японии во второй мировой войне в 194S С. был гос. культом. Он состоял из следующих слоев: династийный С, культ к-рого отправлялся в рамках им-перат. семьи, якобы происходящей от солнечной богини Аматэрасу; тенноизм, обожествлявший императора; храмовый С, с культом различных локальных и общеяп. богов; домашний С, с культом богини Аматэрасу; народный, или вульгарный, С., с культом не вошедших в гос. систему локальных божеств и духов, отправлявшийся у природных объектов. С 1946 С. отделен от гос-ва, храмовый С. организационно раздроблен между отд. храмами и их ассоциациями.
В бытность гос. религией С. играл крайне реакц. роль в раздувании монархо-милитарист. пропаганды. В наст. вр. он является знаменем правых кругов, ратующих за ремилитаризацию Японии. Среди трудящихся масс, в т. ч. и в кругах, все еще пользующихся синтоист. обрядностью, идейн. влияние С. невелико.
СИОН — 1) в правосл. культе — сосуд из серебра в форме христ. храма, предназначенный для хранения просфор (освящ. хлеба); 2) холм в Иерусалиме, где, по библ. мифологии, находилась резиденция царя Давида; 3) в Библии С. называется домом бога Яхве, царством божьим на земле и на небе.
СИОНИЗМ (от названия горы Сион в окрестностях Иерусалима) - идеология, политика и система орг-ций крупной евр. буржуазии, сросшейся с имлериалистич. кругами Запада, в первую очередь США. С. является одним из самых воинств, отрядов империалистам, реакции и занимает откровенно антикоммунистам, и антисов. позиции. Возникновение политич. программы С. связывается с брошюрой „Еврейское государство (1896) австр. бурж. журналиста Т. Герцля, еврея по происхождению. В 1897 состоялся I сионист, конгресс (Базель, Швейцария), на к-ром С. конституировался как политич. движение.
Конгресс создал т. н. всемирн. сионист. орг-цию (ВСО), к-рая в наст. вр. включает в себя политич. партии, действующие более чем в 50 бурж. странах. С. провозгласил расист, идею „исключительности т. н. „всемирн. евр. нации , к-рой якобы противостоит „врожденный антисемитизм всех др. народов. С этими ложными, реакц. постулатами С. связывает лозунг „исхода евреев из стран фактам, проживания и „нац. объединения в собственном гос-ве. Особую роль в пропаганде и реализации этого лозунга международ. С. отводит клерик.-сионист. верхушке Израиля. Пытаясь скрыть свою империалистам, сущность, С. объявляет себя нац.-освободит. движением евреев, реализующим якобы программу „соц. справедливости ветхозаветных пророков. Тем самым С. стремится необоснованно отождествить не только понятия „еврей и „сионист , но также „еврей и „иудей . Используя в своих целях иудаизм, С. тем не менее имеет политич. характер. Союз С. и иудаизма в бурж. странах оформился в 30-х гг. 20 в. и с тех пор постоянно усиливался. Реакц, содержание этого союза, особенно наглядно проявившееся в антинародной, аннексионист, политике правящих сионист.-клерик. кругов Израиля, все более осознается трудящимися, в т. ч. верующими, и вызывает их возрастающее сопротивление.
СИОНИСТЫ - приверженцы сионизма.
СИОНСКАЯ ВЕСТЬ см. Ильинцы.
СИРА (араб. - жизнеописание) — особый жанр мусульм. религ.-историч. лит-ры, содержащей биографич. сведения о Мухаммеде. Одна из первых С, частично дошедшая до нас, относится к 8 в. С. рассчитаны на пропаганду ислама и упрочение феод, порядков.
СИРЕНЫ - в др.-греч. мифологии - полуптицы-полуженщины, обитавшие якобы на о-ве у берегов Юж. Италии. Чарующим пением они завлекали мореплавателей к своему о-ву, усыпляли их, а затем пожирали.
СИСТЕМА НАУЧНОГО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность методов, способов и приемов воспитат. воздействия, осуществляемых различными обществ, орг-циями под руководством парт, комитетов с целью выработки у трудящихся науч. мировоззрения и преодоления релит, заблуждений. В С. н.-а. в. можно выделить 3 стороны: идейную, методологическую и организационную. Все они находятся в тесном единстве и взаимодействии. Гл. стороной С. н.-а - в. выступает идейн. содержание, определяющее его соц. направленность и место в системе идеопогич. работы. Воспитание может быть эффективным и достигать результатов лишь в том случае, если все его компоненты взаимосвязаны и согласованы между собой. Можно выделить несколько принципов, лежащих в основе С. н.-а. в. Во-первых, она предполагает охват всех групп населения. Особенно важно атеистич. воспитание детей и подростков, ибо оно играет решающую роль в перекрытии каналов воспроизводства религии в новых поколениях. Во-вторых, важным принципом С. н.-а. в. является дифференцир. подход к различным группам населения и отд. людям. Диф-ференцир. подход к разным группам населения должен учитывать как соц. их характеристики, так и демографические (возраст, пол) и мировоззренческие (отношения к религии и атеизму). Весьма важен учет нац. и вероисповед. особенностей населения. Методы атеистич. работы дифференцируются в зависимости от отмеченных выше особенностей. В-третьих, С. н.-а. в. предполагает использование всего многообразия и богатства форм и средств воспитат. воздействия. В идейн. борьбе с религией наибольший результат достигается тогда, когда она ведется широким фронтом и включает в себя комплекс многообразных средств, форм и методов воздействия.
Науч. критика религии и пропаганда материалистич. мировоззрения, хотя и играют огромную роль в С. н.-а. в., не должны рассматриваться как единственное его направление. Важно вовлечение трудящихся в активную производств., политич., обществ, и культурную деятельность, к-рая пробуждает в них чувство хозяина страны, ответственного за все, что происходит вокруг, формирует активную жизн. позицию. В-четвертых, научно-атеистическое воспитание граждан должно осуществляться последовательно, систематически, целеустремленно.
СКАЗКА - жанр устного народного поэтич. творчества, существующий у мн. народов. С. делятся на волшебно-фантастические, этиологические, бытовые, С. о животных и др. Мн. С. генетически восходят к мифологич. сюжетам и несут в себе отголоски др. магич. обрядов.
СКАЗКИН Сергей Данилович (1890-1973) - сов. историк, академик, Герой Социалистич. Труда. Автор фундамент, исследований по истории ср. веков в Зап. Европе, в части, по истории еретич. движений во Франции. В своих многочисл. трудах дал науч. анализ роли и влияния церкви в период средневековья. Принимал участие в подготовке коллективных трудов — „Всемирная история , „История Франции . Под ред. С. вышла в свет „Настольная книга атеиста (1968), выдержавшая 6 изданий, переведенная в ряде зарубежных стран.
СКВОРЦОВ-СТЕПАНОВ Иван Иванович (Скворцов - фамилия, Степанов - лит. псевдоним, 1870-1928) - сов. парт., гос. деятель, ученый, публицист. С.-С. - автор мн. работ по истории революц. движения, переводчик и редактор „Капитала К. Маркса, теоретик, историк и практик марксист.-ленин. атеизма. Его работы по атеизму — „Религия и общественный строй (1918), „Происхождение нашего бога (1919), „Очерк развития религиозных верований (1921), „Мысли о религии (1923), статьи 1918-1920 против церк. контрреволюции и др., проникнутые боевым, наступат. духом, получили широкое признание. В. И. Ленин высоко ценил умение С.-С. научно и в то же время популярно разъяснять трудящимся сложные вопросы религии и атеизма.
СКИНИЯ (от греч. skene - шалаш, шатер) - др.-евр. переносной, походный храм. По библ. рассказу, С. была построена согласно образцу, показанному богом Моисею на горе Синай. С. была разделена на 2 отделения: большее - святилище и меньшее - святая святых, где находился ковчег завета. В христианстве С. считается прообразом христ. церкви.
СКИТ - старообрядч. монастырь. С, как правило, располагались в глухой местности. Особой известностью пользовались керженские С. В православии С. - несколько келий, находящихся в отдалении от монастыря.
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - укр. просветитель, философ, поэт. Для С. характерно внимание к античной философии, гл. обр. к стоицизму, и народному свободомыслию. С. стоял на позициях объективного идеализма, близкого к пантеизму, считал бога закономерностью, внутренним началом, причиной всего сущего. Исходя из этого, отрицал буквальное понимание библейских чудес как умаляющее мудрость бога, к-рый предопределяет все.
СКОПЦЫ - одна из изуверских старых рус. сект, выделившаяся из христововерия (см. Христововеры) в 60-70 тт. 18 в. и получившая первоначально распространение среди оброчных крестьян в ряде центр, губ. России. Основателем скопчества и его наибольшим авторитетом считается К. Селиванов. Аскетизм у С. принял крайнюю форму выражения и требовал от верующих „огненного крещения - кастрации. Различались 2 степени кастрации, соответственно и 2 ступени посвящения: „первое убеление — „малая печать и „большое убеление - „большая печать . Идеологи скопчества ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится, что „есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного (19 :12). Считалось, что именно С. и будут составлять те 144 тыс. „избранных , „ангелоподобных людей , к-рые останутся после страшного суда. В идеологии скопчества отразились настроения пессимизма и отчаяния, бессилия перед миром соц. несправедливости, к-рые усилились среди крестьян в 70-х гг. 18 в. после поражения восстания Е. Пугачева. У С, как и у христововеров, моления происходили в форме радения. Их тайные, законспирированные общины назывались „кораблями . В ходе истории соц. база скопчества менялась. Руководство общинами С. перешло к зажиточным элементам: купцам, ростовщикам, менялам, промышленникам и т. п., эксплуатировавшим своих единоверцев. Аскетизм С. постепенно выродился в бурж. скаредность. Царские власти жестоко преследовали С, неоднократно ссылали их. Перед Октябрьской революцией насчитывалось приблизительно 5—6 тыс. С. После революции общины С. распались.
СКОРБЬ — состояние психики человека, возникающее в связи с к.-л. личной (чаще всего смертью близких людей) или обществ, утратой. В племен, религиях и религиях раннеклас. об-ва границы между жизнью и смертью стерты (смерть считалась возвращением в страну предков и т. д.) и С. по усопшим не существовала. В исламе, христианстве и в меньшей степени в буддизме нравств. кодекс возвел С. в некую институ-ционализир. категорию и разработал форму ее проявления: траур, с его специфич. по этому случаю одеждой, а в ряде конфессий — даже и прической, ритуал поведения, даты поминовения усопших и т. п. С. всячески культивируется и поддерживается церковью, ибо со С. тесно связана одна из гл. функций религии — утешительная.
СКОРИНА Франциск (до 1490-ок. 1541) - белорус, просветитель, с именем к-рого связано начало книгопечатания в Белоруссии и Литве, становление белорус, лит. языка и письменности. Обществ.-политич. и филос. взгляды С. имели гуманистич. направленность. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, соц. равенства, веротерпимости.
СКОТИЗМ - направление в поздней схоластике, связанное с деятельностью англ. философа Иоанна Дунса Скота (ок. 1266-1308). В противовес учению томизма о философии - служанке богословия, дающей рациональное обоснование догматов веры, С. разработал учение о строгом разграничении разума и веры, областей философии и теологии. Философия, опираясь на разум, постигает мир природы, положения веры не нуждаются в разумном обосновании; теология рассматривается как наставление человека в принципах христ. нравственности. В противовес интеллектуализир. пониманию бога скотисты выдвигали на 1-е место в боге волевое начало; из догмата о божеств, всемогуществе делался вывод о том, что бог сообщил материи способность к мысли. С. отстаивал принцип свободы воли человека, составляющей сущность человеческой души.
„СКРЫТЫЙ ИМАМ - по учению шиитов-имамитов, двенадцатый имам — прямой потомок Али и Фатимы, к-рый якобы скрылся в 9 в., но продолжает быть руководителем шиитов. С его возвращением на земле восторжествует справедливость и наступит благоденствие.
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высш. общеобразоват. уч. заведение в Москве. Открыто под названием Эллино-греч. академия в 1687 для подготовки церк. кадров и гос. служащих; с 1775 именуется С-г.-л. а. Она осуществляла также функции борьбы со свободомыслием, суда над еретиками, цензуры духовных книг. В 1814 преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - религ.-идеалистич. течение рус. обществ, мысли сер. 19 в. (Я. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин), утверждавшее необходимость особого, в отличие от зап.-европ., пути развития России. При этом славянофилы исходили прежде* всего из мистифицир. представления о крестьян, общине как осн. и неизменном элементе рус. народного быта. Особое место в концепции соц.-историч. процесса С. отводило религии, к-рая, определяя якобы характер мышления людей, определяет и характер обществ, жизни. Историч. путь тех народов, к-рые обладают истинной религией и, следовательно, истинным строем мышления, является истинным. По мысли славянофилов, только в слав. народах (по преимуществу, в русском), исповедующих православие, „живая цельность к-рого противостоит „рассудочности католицизма, заложены истин, принципы обществ, жизни, выражением чего и является община. Хотя С. имело нек-рые положит, стороны (требование отмены крепост. права, критика бюрократизма адм. аппарата царизма, углубленный интерес к рус. народному быту, фольклору и т. п.), в целом оно представляло собой консервативное течение. Славянофилы выступали против революц.-демократич. лагеря и его мировоззренч. основы - филос. материализма.
СЛАВЯНСКАЯ МИССИЯ - международн. религиоэно-пропаганд. центр, одно из звеньев в системе клерикальн. антикоммунизма. Возникла в нач. 20 в. как „общ-во по распространению евангелия в России, ставившее целью рас - пространение протестантизма на рус. земле. После Октябрьск. революции используется империали-стич. реакцией и церк. эмиграцией в антисоветск. целях. Штаб-квартира См. находится в Стокгольме (Швеция). Она разрабатывает планы враждебн. акций против социалистич. стран Европы. Издает значит, количество религиозно-пропаганд. литературы, к-рая нелегально засылается в соц. страны. Радиопропаганду С. м. осуществ-ляетчерез сеть радиостанций ИБРА, к-рые принадлежат т. н. Трансъев-ропейск. радио. В последнее время наблюдается значит, активизация деятельности С. и., включившейся в провозглашенный американок, администрацией „крестовый поход против социализма.
СЛУЖЕБНИК - богослужебная книга для священников в православии. С. содержит тексты церк. служб на каждый день, порядок их проведения, месяцеслов.
СМЕРТЬ - прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивид, существование. Релит, представления о С. носят антииауч. характер. С. человека рассматривается как С. его тела, являющегося вместилищем божеств, души, к-рая продолжает самостоят, существование в потустороннем мире. Релит, идея бессмертия души, пребывающей после С. человека в раю или аду в зависимости от его поведения в „этом мире , противоречит здравому смыслу, основана на отсталых, невежеств. представлениях о сущности жизни и С. Страх С. всегда использовался церковью для духовного закабаления людей. Наука рассматриваете, как естеств. процесс. По словам Энгельса, отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, - смертью (т. 20, с 610). С, означающая конец жизни, вовсе не обесценивает реальную земную жизнь, как это пытаются представить релит, идеологи. Напротив, жизнь приобретает особую ценность как период плодотворной деятельности человека, имеющей обществ, значимость. Истинное бессмертие - в делах человека, оставляющего свой неповторимый след в жизни (см. Бессмертие).
СМИРЕНИЕ - добродетель, проповедуемая буддизмом, христианством, исламом и др. религиями; связана с идеей божеств, провидения. С. практически означает самоунижение, самоумаление личности, добровольное - дбетво, покорность перед насилием. С. подавляет самостоятельность и веру в свои силы, гасит революц. энергию, направл. на соц. переустройство. Науч. атеизм, отвергая релит. С, утверждает веру в человека, в его силы.
СМОРОДИНЦЫ - одно из течений пятидесятничества (см. Пятидесятники) в России, возы, в 1911. Названо по фамилии одного из первых руководителей общины пятидесятников в Петербурге — Н. П. Смородина. С. отрицают необходимость существования церкви как посредницы между богом и людьми, но признают необходимость орг-ции и дисциплины в секте, отвергают троичность бога: по их мнению, только во Христе воплощается бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Отсюда их др. название - единственники, иисусовцы. В наст. вр. число последователей С. незначительно.
СМЫСЛ ЖИЗНИ - понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч. развития, в революц. эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые соц. идеалы. В бурж. этич. теориях С. ж., как правило, связывается с индивидуалистич. устремлениями личности. В релит, этике решение вопроса о С. ж. ставится в зависимость от отношения человека к божеству, ибо целью существования человека объявляется достижение личного спасения в потустороннем мире. Тем самым практически обесценивается сама реальная жизнь. Марксист, этика связывает вопрос о С. ж. со всей совокупностью обществ, отношений. Этим определяются особенности представлений людей о цели своего существования в различных конкр.-историч. условиях, на разных этапах обществ, развития. Человек осознает свое истин, назначение в борьбе против мира угнетения, за счастье всех людей. Новое содержание и высокий смысл получает жизнедеятельность личности в условиях социализма, направленная на построение коммунистам, об-ва.
СНЫ ВЕЩИЕ - сновидения, в к-рых будто бы предсказываются грядущие события. Вера в С. в. является одним из распространенных суеверий. Церковь, выступающая против суеверий, тем не менее разделяет представление о возможности пророч. сновидений, объясняя их сверхъестеств. причинами. Науч. взгляд на природу сна и сновидений решительно отвергает мистич. домыслы. Как установлено, во время сна большая часть клеток головного мозга заторможена. Однако отд. участки мозга продолжают функционировать, в результате чего и возникают различные образы, содержание к-рых определяется хранящимися в памяти людей представлениями, впечатлениями. И. М. Сеченов называл сновидения „небывалой комбинацией бывалых впечатлений . В наст. вр. ученые в эксперименте вызывают с помощью тех или иных раздражителей определенные сновидения, что служит убедит, доказательством истинности науч. представлений о природе сна и сновидений. В то же время установлено, что в сновидениях могут находить отражение нек-рые заболевания, протекающие первоначально в скрытом виде, напр. отд. виды неврозов, гипертония и др. Этот факт также дает основание для возникновения веры в С. в. Чаще же всего „сбывшиеся сны объясняются совпадениями. Таких совпадений гораздо меньше, чем несовпадений, но каждое из них запоминается и сразу же становится объектом суеверных толкований. Одной из важных предпосылок преодоления веры в С. в. является широкое разъяснение науч. представлений о сне и сновидениях.
СОБЕК - см. Себек.
СОБОР - 1) в католицизме и православии - собрание епископов для обсуждения важных вопросов церк. и релит, жизни (С. бывают вселенские и поместные); 2) в христианстве - гл. храм епархии, города или монастыря, где совершает богослужение высш. духовное лицо (патриарх, архиепископ и т. д.).
СОБОРНОСТЬ - термин правосл. богословия и рус. религ. философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к богу и друг к другу. О специфике С. подробно писали славянофилы (см. Славянофильство), особенно А. С. Хомяков (1804-1860). Католицизм, с их т. зр., преувеличивает в религии значение общего, авторитета, власти церк. иерархии, игнорирует личное религ. творчество верующих; протестантизм акцентирует внимание на индивидуальном, не видит подлинного смысла общей религ. жизни. Только православию якобы свойственна С, гармонически сочетающая своеобразие потребностей верующего и церкви в целом. Хомяков считал, что вне религ. „свободного общения, вне христ. любви (т. е. вне С.) познать истину, понять сущность человека невозможно. Эта идея оказала влияние на рус. религ. философию (В. Соловьев, С. Трубецкой, Н. Лосский, Н. Бердяев и др.), на правосл. учение о церкви, для к-рого сами догматы о троице, о богочеловеч. природе Христа выражают соборный характер божеств, духа. Нередко концепции С. придается реакц.-политич. смысл. Социалистич. коллективизму, рассматриваемому как „принудительный , враждебный личности и свободе, противопоставляется С. - „братство людей во Христе , „вхождение в общение живых и умерших . С т. зр. марксизма С. есть не что иное, как ложная, религ.-мистич. интерпретация коллективист, отношений, складывающихся в практич. деятельности людей, попытка идеализировать мнимоколлектив-ный характер религ. жизни.
СОБОРОВАНИЕ - см. Елеосвящение.
СОВЕСТЬ — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ, практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистам, отношения к С, считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект, честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от религ. веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и морального оправдания.
СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР - союзный орган, образованный в 1965 в целях последоват. осуществления политики Сов. гос-ва в отношении религий, контроля за соблюдением законодательства о религ. культах. С. принимает решения о регистрации и снятии с регистрации религ. объединений, об открытии и закрытии молитв, зданий и домов; дает разъяснения по правильному применению законодательства о культах; выносит обязат. предписания об устранении его нарушений; осуществляет связь между правительством СССР и религ. орг-циями. С. содействует также религ. орг-циям в осуществлении международ, связей, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами. С. имеет в союзных и автон. республиках, в краях и областях уполномоченных. В Украинской ССР существует Совет по делам религий при Совете Министров Украинской ССР, а в Армянской ССР - Совет по делам армянской церкви при Совете Министров Армянской ССР. Предшественниками С. являлись Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме СНК СССР; с 1943 - Совет по делам рус. пра-восл. церкви, а также (с 1944) Совет по делам религ. культов при Совете Министров СССР.
СОВРЕМЕННОЕ БУРЖУАЗНОЕ СВОБОДОМЫСЛИЕ - одно из течений бурж. идеологии, характеризующееся критикой религии и церкви в условиях развивающейся секуляризации. С одной стороны, совр. бурж. критика религии является поиском приспособления бурж. идеологии к условиям распространения атеизма, вообще неверия; с другой - выражением настроений части мелкой и средней буржуазии и бурж. интеллигенции, протестующей против усиления власти монополистич. капитала, порядков, освящаемых религией. С. б. с. неоднородно, его диапазон - от сомнений в религии, пантеизма, деизма, агностицизма до бунтарского, нигилистич. отрицания религии. Филос. основа С. б. с. - гл. обр. различные виды идеалистич. философии (напр., неопозитивизм, богоборческий экзистенциализм, неогегельянство) . Видными представителями С. б. с. являлись Б. Рассел и Ж.-П. Сартр. Ряд представителей С. б. с. связывают критику религии с борьбой против марксизма. Не-многочисл. отряд бурж. свободомыслящих, примыкающих к позициям франц. материализма 18 в. и отражающих настроения наиболее демократич. слоев буржуазии (напр., К. Ламонт, Р. В. Селларс), содействует укреплению влияния атеизма в совр. капиталистич. об-ве. В целом С. б. с. не обладает цельной, научно обоснованной атеистич. позицией. Антирелиг. выступления бурж. идеологов не связаны с задачей коренного преобразования капиталистич. об-ва, отсюда незаинтересованность в науч. анализе религии и причин ее существования. Осн. черты С. б. с. - антидогматизм, антиавторитаризм, антиклерикализм, проповедь светской нравственности (буржуазной по содержанию), непоследовательность критики религии, утрата воинств, характера атеизма Нового времени. Мн. представители С. б. с. являются членами Всемирн. союза свободомыслящих и Международ, гуманистич. и этич. союза, в к-рых идет полемика между ними и марксистами. Не следует отождествлять С. б. с. со свободомыслием в бурж. об-ве: второе понятие является более широким.
СОГЛАСИЕ - группа объединений верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности „древлеправосл, (староправосл.) обрядовой практики. С. - это структурные подразделения, входящие в др. более крупные формирования - толки. Так, филипповский толк беспоповщины включал в себя согласия нечадородных, чадородных, аароновцев и др., а поморский толк включал Адамантово С. и поморцев-брачников.
СОЗЕРЦАНИЕ - процесс непосредств. восприятия; 1) в идеалистич. философии С. связывается с интуицией. Традиция, восходящая к Платону, трактует С. как внечувствен. постижение идей. Для И. Канта, напротив, априорные элементы чувствен. С. лишь исходные посылки для деятельности рассудка и разума. Обе эти традиции развивались в различных вариантах бурж. идеалистич. философами. Домарксовский материализм истолковывал С. как процесс пассивного отражения внешнего мира. Диалектич. материализм рассматривает С. как чувствен, ступень познания; 2) в индуизме и буддизме С. составляет необходимый элемент медитации (см. также Йога). Это крайняя степень сосредоточения, отрешенности от мира, видение „внутр. зрением фантастич. миров и образов, воздвигаемых и разрушаемых по воле созерцателя.
СОЗНАНИЕ - см. Материя и сознание.
СОКА ГАККАЙ – необудд. орг-ция в Японии, основанная в 1931. Она пропагандирует гуманистич. и моральные ценности буддизма, пытаясь соединить их с достижениями совр. культуры. На политич. арене С. г. выступает с проповедью „среднего пути , идеями пацифизма и клас. мира; имеет свою Партию чистой политики (Комэйто), созданную в 1964, к-рая опирается на неорганизованных рабочих и мелких предпринимателей. С. г. имеет также свои спорт. и художеств. самодеят. орг-ции, печатные органы. Деятельность С. г. отвлекает трудящихся от борьбы за свои права.
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - рус. правосл. мужской монастырь, основанный в перв. половине 15 в. на соловецком о-ве в Белом море. Был центром принудит, христианизации рус. Севера и пограничн, крепостью, играл также важную роль в экономим, жизни Севера благодаря добыче соли и промысловой деятельности. В С. м. ссылались лица, неугодные царизму и церкви. Монаст. тюрьма, основанная в 17 в., отличалась тяжелейшими условиями содержания узников. Она просуществовала до 1903. В наст, время См.- исто-рико-архитект. заповедник: к 16 в. относятся крепост. стены с башнями, трапезная с Успенск. собором, Преображенск. собор; к кон. 16-17 вв. - церковь Благовещения и каменные палаты. Интересны гид-ротехнич. сооружения: в 16 в. на территории С. м. были прорыты первые каналы, к-рые связали между собой 52 озера.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1668-1676 - восстание крестьян, посадок, людей, беглых крепостных, стрельцов, а также части священников и монахов Соловецкого монастыря, явившееся выражением стихийн. протеста против феод.-крепостнич. гнета. С. в. началось как раскольнич. движение: повстанцы отказались признать реформу патриарха Никона. В ответ на это царские власти решили отписать от монастыря „все вотчинные села и деревни, соляные и всячие промыслы, и на Москве и в городах дворы , но покорности не добились. Посланных из Москвы стрельцов встретили на Соловках пушечным огнем с монаст. стен. Большие запасы продовольствия, имевшиеся в монастыре, позволяли выдержать долгую осаду. Началось т. н. соловецкое сидение. Антикрепостнич. характер восстания ярко проявился, когда после казни Степана Разина к восставшим присоединились разницы во главе с беыым крепостным Исачко Ворониным. В этот период восстание уже в значит. степени утратило религ. оболочку. Повстанцы отказывались молиться за царя, заявляли, что не признают ни старой, ни новой веры, изгоняли неугодных им священников. Верхушка монаст. братии, не поддерживавшая соц.-политич. требований осн. массы повстанцев, отошла от восстания. Предательство монаха Феоктиста, показавшего осаждавшим тайный вход в монаст. крепость, помогло царским войскам взять монастырь. Руководители восстания и многие его участники были казнены или сосланы.
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) - рус. религ. философ-мистик, к-рый в своих работах „Критика отвлеченных начал (1380), „Чтения о богочеловечест-ве (1877-1881), „Оправдание добра (1897-1899) и др. попытался создать всеобъемлющее филос.-богосл. учение — „метафизику всеединства . Исходным в нем явилась идея о „всеедином сущем — единстве творца и творения (посредником между ними выступает т. н. мир. душа). „Всеединство как нерасторжимая цельность истины, добра и красоты постигается, по С. лишь „цельным знанием, к-рое является синтезом эмпирич. (научного), рационального (филос.) и мистич. (религ.-созерцат.) знания. В об-ве „всеединство реализуется в „свободной теократии („царстве божьем на земле), к-рая должна быть создана на основе объединения католицизма и православия в рамках церк.-монархич. государственности. Этику С. основывал на утверждении всеобщих моральных ценностей посредством приобщения к „абсолют, добру , принесенному на землю Христом. Реакц. идеи С. оказали значит, влияние на рус. идеалистич. философию кон. 19 - нач. 20 в.(С.Н.иЕ. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев и др.).
СОЛОМОН - царь Израильско-Иудейского царства в 965—928 до н. э., сын Давида. Добивался централизации религ. культа, построил храм Яхве в Иерусалиме. Вместе с тем в Библии о С. сообщается, что он строил храмы и др. богам, напр. Молоху, Астарте. Библ. традиция, именующая С. мудрым, приписывает ему авторство Экклезиаста , „Притчей Соломоновых и „Песни песней . Однако науч. критика Библии доказала, что эти произведения сложились в более позднюю эпоху, в 8, 3 и 2 вв. до н. э.
СОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ - см. Натуристическая теория.
СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ - почитание солнца; относится к числу древнейших религий. Человек рано связал пробуждающееся к жизни семя злаков с благодатным солнечным теплом. Соответственно и сакрализация солнца была связана в первую очередь с развитием земледелия. Ярче всего С. к. отразился в праздниках в честь возрождения природы. Это др.-римск. сатурналии, зап.-европ. карнавалы, рус. масленица и красная горка, праздники Ивана Купалы, декабрьские колядования, праздник народов Ближн. и Ср. Востока навруз. Все они концентрировались вокруг 4 календарных рубежей: осеннего и весеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний. На эти праздники жгли колеса и костры, символизируя этим приобщение к солнцу и его теплу, жарили яичницу (яйцо - знак солнца и природы), пекли блины, лепешки и др. Мит-раистский праздник „Непобедимого солнца , отмечавшийся 25 декабря, христ. церковь в 4 в. превратила в праздник рождества Христова. Много вариантов почитания солнца дает мифология и религ. культ индейцев Америки. В фольклоре, народном прикладном искусстве и сейчас нередко встречаются солярные символы: солнечное колесо, кольцо, венок, чаша, золото, жар-птица, свадебный каравай и т. д.
СОМА - 1) опьяняющий напиток, приносимый в жертву богам'в Др. Индии; 2) один из богов ведич. пантеона, посредник между небожителями и людьми, бог жертвен, питья и жертвы вообще.
СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) - бутик, социолог, род. в России. С 1922 - в эмиграции, с 1930 - проф. Гарвардского ун-та. С. развивал идеалистич. концепцию развития об-ва, считая первичной систему ценностей, носителями к-рых являются отд. личности и обществ, институты. Соц. действительность, по С, — сложная иерархия различных сод. и культурных систем и подсистем. В основу типологии обществ ценностей С. кладет те или иные филос. постулаты, в соот-ветстгии с к-рымв выделяет 3 типа культуры:1) чувственный - господство непосредств., чувствен, представлений; 2) идеациональный — преобладание рационального мышления; 3) идеалистический — господство интуитив. методов. Весь историч. процесс, ст. зр. С. лишь вариации существования этих типов культуры. Совр. кризис капитализма С связывает с кризисом науч. знания и материализма, возлагая надежды на торжество религ.-идеалистич. культуры.
СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. soterion - спасение, избавление и logos-учение) — учение о спасении, имеющее место во мн. развитых религиях (буддизме, христианстве, исламе н др.); часть теологии, занимающаяся проблемой спасения.
СОФИОЛОГИЯ (от греч. sophia - мудрость и logos - учение, слово) - влиятельное течение рус религ.-филос. и богослов. мысли кон. 19 - перв. трети 20 в. Представители: В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков. Центр, понятие С. -„София-Премудрость употребляется ими весьма неоднозначно. Это и внутр. сущность бога (по-греч. усия), и одна из его ипостасей („четвертая ипостась божества). Это и грань между богом и миром, и одна из двух противоположных сторон мир. души. София в ее земном аспекте понимается как организующее напало „соборности , т. е. всечеловеч. единства, реальным воплощением и средоточием к-рого выступает христ. церковь. София раскрывается то как совершенный мир (космос), то как безупречный человек (святой), то как идеальная, не имеющая недостатков орг-ция. Реформированную церковь софиологи представляют как кристаллизованную ис-торич. память, как хранительницу нац. и общечеловеч. культуры. Возникшая в условиях кризиса европ. цивилизации, рус. С. есть разновидность утонч. христ. апологетики, утопич. цель к-рой состоит в том, чтобы оправдать христианство в глазах совр. человека и попытаться построить целостную культуру всеединого человечества, зависящую от авторитета обновленной церкви.
СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость) — понятие-мифологема античной и ср.-век. философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. Нашло отражение в ортодокс, и мистич. лит-ре иудаизма и христианства, выражено в правосл. богослужении, храмовой архитектуре, иконописи. На Западе к символу С. обращается нем. мистика 14-17 вв. (Г. Сузо, Я. Бёме), в России кон. 19-нач. 20 в. идея С. легла в основу учений Соловьева, Флоренского, Булгакова и др. (см. Софиология). Идея С, допускающая бесконечный ряд ее символич. истолкований, способствовала возникновению рус. символизма (Белый, Блок, Волошин, Вяч. Иванов и др.).
„СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ - статья В. И. Ленина, впервые опубликованная в газ. „Новая жизнь (№ 28, 3/16 декабря 1905). В. И. Ленин разрабатывает теоре-тич. основы политики коммунистич. партии по отношению к религии, развивает марксист, учение о сущности религии и ее соц. роли. Определяя религию как „один из видов духовного гнета , В. И. Ленин указывает на соц. истоки религиозности трудящихся: „Гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества (т. 12, с. 146). В работе дается классич. формулировка клас. корней религии. В. И. Ленин подвергает критике оппортунистич. взгляд на религию как на частное дело не только по отношению к гос-ву, но и к коммунистич. партии, разрабатывает марксист, понимание свободы совести. Отделение церкви от гос-ва, подчеркивает он, не означает отказа от воспитания трудящихся в духе мате-риалистич. мировоззрения, идейн. борьба с религией является обще-парт. делом. Выдвигая на первый план уничтожение социальных корней религии, В. И. Ленин формулирует один из важнейших принципов политики коммунистических партий по отношению к религии, церкви и верующим: требование подчинять борьбу с религией задачам классовой борьбы, добиваться объединения трудящихся, независимо от их отношения к религии.
СОЦИАЛИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - см. Христианский социализм.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ — система коллективных символич. действий, воплощающих в себе социалистич. идеи, ценности и идеалы и вызывающих интенсивные чувства и переживания их участников. Предпосылки С. о. возникали еще до победы социалистич. революции, в процессе развития рабочего и революц. движения масс. Уже тогда формировались нек-рые обряды, гл. обр. обществ.-политические, к-рые в эстетически насыщенной, торжеств, форме воплощали революц. и социалистич. идеи. В социалистич. об-ве постепенно создается система гражд. обрядов, в к-рую входят обряды обществ.-политические, воинские, трудовые, детские и юношеские, семейные. Содержание С. о. составляют социалистич. идеология, нормы, ценности, принципы и идеалы социализма. С. о. представляет собой важное средство коммунистич. воспитания. Обряд — это органич. сплав идейн. и эмоц.-психологич. воздействияналичность. Сила обряда и его преимущество по сравнению с др. способами воспитат. воздействия состоят в том, что он представляет собой сопереживание всеми его участниками соответствующих идей, представлений и чувств. Это способствует глубокому усвоению воплощенных в нем идей, норм и представлений. В жизни отд. человека, семьи или об-ва существуют определенные „узловые точки , знаменующие переход в новое состояние, формирование новых отношений. В жизни человека это его рождение, вступление в брак, появление ребенка. В жизни об-ва - победа в освободит, войне, революция, принятие Конституции и т. п. Подобные „узловые точки требуют обрядового оформления, ибо нуждаются в коллективной обществ, санкции, выраженной в эмоц.-насыщенной и яркой форме. Обряд занимает определенное место в жизни социалистич. об-ва, но его роль не следует абсолютизировать. Обрядовое оформление противопоказано тем событиям, к-рые носят динамич. характер, в ходе к-рых осуществляются поиски и выработка новых решений. И напротив, обряд необходим в тех случаях, когда речь идет об усвоении отд. людьми уже выработанных об-вом идей и решений. В различных республиках и областях нашей страны накоплен значит, опыт формирования и внедрения С. о. Общее идейн. содержание С. о. не исключает, а предполагает наличие нац. особенностей в формах обрядов в разных республиках. С. о. вбирает в себя лучшие элементы народных обрядов, бытовавших в прошлом. Особое значение в этой связи приобретает ее эстетич. сторона, использование в ней народной музыки, песен, танцев. Чрезвычайно велика роль С. о. в системе атеистич. воспитания. Только удовлетворяя объективную потребность в обрядовом оформлении значимых для личности, кол-ва и об-ва событий, можно противостоять влиянию на людей обрядов религиозных. Практика развития С. о. в нашей стране показывает, что распространение новых обрядов уменьшает количество людей, участвующих в религ. обрядах, в части, в венчаниях, крещениях, церк. похоронах и т. п.
„СОЦИАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ - разновидность „соц. христианства , возникшая в американском протестантизме во вт. пол. 20 в. как попытка разрешить противоречия капиталистич. об-ва на основе примирения классов и христианизации. Наиболее видный представитель этого движения Раушенбуш видел в христианстве единственную силу, способную реализовать в обществ, жизни принципы христ. морали и привести к „царству божьему на земле, в к-ром отношения между людьми будут строиться не на соц. антагонизме, а на взаимной любви и уважении. „Соц. евангелие было осуждено консерваторами с позиций апологии „свободы предпринимательства за сведение понятия греха к конкретному и потому преодолимому социальному или моральному злу, за теологич. пантеизм.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - см. Корни религии.
СОЦИАЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ - периодически организуемые католич. церковью во Франции, Италии, Бельгии, Канаде и др. странах публичные семинары, на к-рых обсуждаются актуальные проблемы в свете соц. доктрины Ватикана. Эти семинары проводятся обычно раз в год в течение недели. Впервые соц. недели были организованы во Франции в 1903 и проводились ежегодно, каждый раз в др. городе. Они имели своей целью пропаганду соц. доктрины католицизма, вооружение деятелей католич. церкви аргументами для опровержения марксизма. Каждый семинар посвящен одной теме, напр.: „Кризис производства и католическая мысль , „Социальные проблемы в колониях . В последнее время соц. недели проводятся нерегулярно.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭНЦИКЛИКИ - см. Энциклики пап социальные.
СОЦИН Фауст (1539-1604) - деятель Реформации в Италии и Польше, основатель особого течения (см. Социниане). Пользовался влиянием среди антитринитариев, выступавших против христ. догмата о троице. Преследовался инквизицией. Борьба С. против католицизма имела прогрессивное значение, способствуя развитию рационализма и свободомыслия.
СОЦИНИАНЕ - последователи Ф. Социна, основавшего в Польше рационалистич. направление в протестантизме, отличавшееся религ. радикализмом. С т. зр. обществ.-политич. содержания, социнианство было консервативным крылом Польских братьев. С. были анти-тринитариями (т. е. отрицали догмат о троице), считали Христа не богом, а человеком, к-рый указал путь к спасению и обрел божеств, свойства после воскресения. С. признавали св. писание единственным источником вероучения, но только тоща, когда оно не противоречит разуму; считали, что первородного греха не существует, поэтому не нужно и искупление; отвергали кальвинист, догмат о предопределении. Филос. взгляды нек-рых С. представляли собой, по существу, скрытый деизм. Изгнанные в 1658-1660 из Польши, С. поселились в Голландии, Германии, Англии, где растворились в др. течениях протестантизма.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - одна из отраслей религиоведения. Марксистская С. р. является разделом науч. атеизма, изучает соц. детерминированность религии, закономерности ее возникновения, развития, функционирования и отмирания, ее элементы и структуру, место и роль религии в об-ве. Основополагающие принципы науч. С. р. были сформулированы в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты В. И. Лениным. Общей методологией познания соц. явлений, в т. ч. и религии, является истории, материализм. Кроме того, в С. р. используются спец. теоретич. и эмпирия, методы, методы конкр.-социологич. исследования. В состав социологич. теории религии входят: 1) фундамент, положения, раскрывающие сущность религии; 2) знания о различных феноменах религии — о релит, сознании, культе, отношениях, объединениях и т. д.; 3) совокупность операционально-интерпретационных понятий и эмпирич. обобщений; 4) методика конкр.-социологич. исследований в области религии и атеизма. Бурж. С. р. в качестве отрасли знания сформировалась в кон. 19 — нач. 20 в. Ее основателями считаются М. Вебер и Э. Дюркгейм, хотя нек-рые ее положения были уже разработаны в трудах бурж. социологов О. Конто и Г. Спенсера. В бурж. С. р. выделяются светские и конфес. направления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой светской С. р. служит идеализм в различных формах: неокантианство, позитивизм, философия жизни, прагматизм, феноменология и пр. Идеалистич. философия нередко используется и конфес. социологией. В различных школах бурж. С. р. зачастую метафизически абсолютизируются частные методы исследования: эмпирические, статистические, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и пр. Задачей конфес. С. р. является поиск средств усиления влияния религии на сознание и поведение людей.
СОЦИОРЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА - соц.-политич. общность, представители к-рой исповедуют одну веру. Содержание образа жизни С. г. определяется эконо-мич. отношениями, находящими отражение в политич., клас, сословных, этнич. и др. потребностях и интересах. В то же время на нравств. нормы, быт, брак, семью, на традиции и обычаи, географич. расселение этих групп оказывает влияние и релит, фактор. Релит, принадлежность препятствует адекватному осознанию действит. клас, нац. и пр. потребностей и интересов и осложняет процессы формирования клас. и нац. самосознания. В одних случаях релит, фактор ослабляет соц. противоречия, в др. они обостряются релит, конфликтом (напр., межэтнич. рознь). Процесс формирования С. г. достигает разного уровня развития в различных соц. условиях. Напр., в наст. вр. более или менее отчетливо С. г. выделены в таких странах, как Сев. Ирландия, Ливан, Кипр, в меньшей мере они конституированы в Нидерландах, а в США их формирование только намечено.
СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ СССР (СВБ) - добровольная обществ, орг-ция, ставившая своей целью идейн. борьбу с религией во всех ее проявлениях. Создана на основе объединения актива газ. „Безбожник . В 1925 на съезде корреспондентов газеты был основан Союз безбожников, получивший в июне 1929 название Союза воинств, безбожников. Эта массовая орг-ция развернула большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску науч. и науч.-популярной лит-ры, а также ряда периодич. изданий (газ. „Безбожник , журн. безбожник , „Антирелигиозник , „Воинствующий атеизм , ,№ные безбожники и ряд других, выходивших на различных языках народов СССР). Значит, количество лит-ры выходило в свет в издательстве „Безбожник , впоследствии Гос. издательстве антирелиг. лит-ры (ГАИЗ). Число ячеек СВБ достигло к 1940 96 тыс., а число членов союза - 3 млн. человек. Серьезное внимание уделялось подготовке атеистич. кадров. Былиоткрыты спец. курсы (очные и заочные) для подготовки пропагандистов науч. атеизма. Проводилась работа по внедрению в быт новых, безрелиг. праздников и обрядов. В СВБ активно сотрудничали видные деятели Коммунистич. партии - Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. А, Красиков, И. И. Скворцов-Степанов и др. Во главе СВБ стоял Ем. Ярославский. В 1947 функции СВБ перешли к Всесоюзному об-ву по распространению политич. и науч, знаний (ныне об-во „Знание ). Деятельность СВБ внесла значит. вклад в развитие массового атеизма в нашей стране.
Читайте: |
---|