Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ПЕЙ - ПОР

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПЕЙН Томас (1737 - 1809) идео­лог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. ре­волюций 18 в., представитель бурж. свободомыслия. Обосновы­вая неотъемлемоеправо народа на ниспровержение тирании, об­ществ, институтов (франц. абсо­лютизма, брит. колониальной системы, рабства в Америке), П. резко критиковал церковь и все мир. религии как идейно-политич. формы поддержании тирании, разоблачал библ. мифологию как плод невежества, заблуждения и прямого обмана. Нередко П. под­нимается до прямых атеистич. выводов, однако его критика ре­лигии не была последовательной. Гл. антирелиг. соч. - „Век разу­ма (1794 ,1795).

ПЕЛАГИАНСТВО течение в христианстве, возникшее на рубе­же 4—5 вв. и названное по имени его основателя Пелагия. По сво­ему существу П. направлено против наиболее мрачных сторон учения Августина, против про­славления аскетизма. С т. зр. приверженцев П., первородный грех не извратил положительных качеств человека. Крещение лишь приобщает верующего к общине, но не является искупительным. Достижение спасения связывается П. больше с нравств. силами са­мого человека, со „свободой вы­бора , чем с божеств, благо­датью. Нравств. жизнь, т. обр., задача трудная, но достижимая. П. тяготеет к античной филосо­фии, поэтому оно и было встре­чено в штыки ортодокс, идео­логами, объявлено ересью, а его последователи подвергались го­нениям.

ПЕЛАГИЙ (от греч. пелагос - морская гладь) - христ. имя англ. монаха Моргана, жившего на рубеже 4-5 вв., основателя пелагианства. В 384 основал шко­лу в Риме. Свое учение о „свободе выбора изложил в „Послании Диметриаде . Был обвинен в ере­си, предан анафеме, изгнан. Ум. после 418.

ПЕНАТЫ - духи и божества, хранители семейного и обществ, благополучия в религии др. рим­лян. Семейные П. охраняли дом, содействовали материальному до­статку семьи и продолжению рода. Обществ. П. охраняли устои гос-ва и процветание народа. Главной из них считалась Веста.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - понятие религ.-идеалистич. философии, вы­ражающее творческую, прежде всего космогоническую функцию божества. Вводится на основе кос-мологич. доказательства бытия бога: причинная обусловленность всех конечных процессов распро­страняется на мирв целом. В европ. философии понятие П. п. сформулировано Аристотелем, по­нимавшим под нею безличный „перводвигатель . Под воздейст­вием христ. теизма это понятие видоизменяется за счет более последоват. проведения аналогии между творением мира богом и актом практич. деятельности че­ловека. Бог-творец как „дейст­вующая причина творит мир на основе „причины-образца (causa exemplaris), т. е. совокупности идей в божеств, уме, руководст­вуясь „конечной причиной (це­лью), и воздействует на мир в качестве провидения. Развитое на базе соединения аристотелизма с платонизмом, учение о П. п. со­ставляет в наст. вр. важный эле­мент томизма. В рамках деизма 17-18 вв. роль П. п. сводится к творению мира и приданию ему исходного импульса движения, после чего мир развивается по соб­ственным законам. Несостоятель­ность учения о П. п. очевидна в све­те всесторонне обосновываемого совр. наукой и материалистич. философией принципа самодвиже­ния материи.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - см. Гре­хопадение.

ПЕРВОТОЛЧОК - понятие, выра­жающее признание божеств, силы в качестве нач. причины и источни­ка движения материи. Возникло в 17-18 вв. в связи со стремлением объяснить явления природы на основе законов механики, рас­сматриваемых в качестве всеоб­щих универсальных. Большую роль в утверждении идеи „П. сыграл И. Ньютон. Франц. мате­риалисты П. Гольбах, Д. Дидро) и др. противопоставили идее „П. тезис о движении как внутр. свойстве материи. Однако он не мог быть убедительно обоснован с механистич. позиций, на к-рых стояли эти мыслители. Идея „П. полностью устраняется диалекти-ко-материалистич. миропонимани­ем, где движение рассматривается как изменение материи, прояв­ляющееся в многообразных фор­мах.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ - см. Пере­селение души.

ПЕРЕЖИТКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - религ. верования и обряды, соц. корни к-рых в данном об-ве по­дорваны или преодолены и к-рые сохраняются в нем в силу тради­ций как наследие прошлых историч.эпох. В социалистич. об-ве, напр., религия представляет со­бой пережиток прошлого. Ее соц. корни подорваны, система социа­листич. отношений не нуждается в ней для своего функциониро­вания и развития. Это не значит, что при социализме нет соц. при­чин, поддерживающих существо­вание религии. Это значит лишь, что религия выступает как вне­системное образование, т. е. отно­сится к числу пережитков прош­лого в сознании и поведении лю­дей.

ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ - см. Анабап­тисты.

ПЕРЕМАЗАНЦЫ - см. Беглопо-повцы.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, перевопло­щение, метемпсихоз (греч. metem­psychosis) - концепция перевопло­щения души из одного тела в другое (человека, животного, иногда даже в растение или в предмет неживой  природы),  характерная для ряда филос. систем древности (орфики,  пифагорейцы)   и мн. ранних и развитых форм религии. В основе концепции П. д. лежит первобытн. анимизм, наделявший душой нее предметы и явления окружающего мира. Особое раз­витие идея П. д. получила в филос.-религ.   традиции   Индии:   в брахманизме,  индуизме,  буддиз­ме, где она тесно переплетается с понятиями дхармы и кармы. В брахманизме и индуизме пред­ставление о душе не отличается в принципе от того, как ее трак­тует большинство религий: она - частица высш. божества - Брахмы и после множества перерождений может слиться с ним, в чем и за­ключается ее спасение от страда­ний в сансаре. Несколько иначе подходит к вопросу о душе и ее перевоплощении буддизм.  Здесь духовная   сущность   состоит   из множества   мельчайших,  недели­мых частиц — дхарм, к-рые распа­даются в момент смерти живого существа   и   соединяются  затем в новый комплекс, снова творя­щий   иллюзию   мира  страданий. Однако такая трактовка сути дела не меняет: конкр. форма нового комплекса и всего им переживае­мого зависит от кармы, суммы всех добродетелей и грехов всех прежних перерождений. В буддиз­ме благоприятным считается толь­ко перевоплощение в человеч. об­лике. Конечный этап цепи пере­рождений в буддизме - нирвана. Общим во всех учениях о П. д. является положение о том, что судьба данного живого существа зависит только от него самого, от его поступков в прежних пере­рождениях. Такое учение оправды­вает всякое зло, соц. неравенство, эксплуатацию, ибо считает их ре­зультатом „неправедного поведе­ния в прошлой (до данного рож­дения) жизни.

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834-1882) - рус. художник, один из инициаторов организации Товарищества передвижных ху­дожеств, выставок. Значит, место в творчестве П. занимает антиклерик. тема. В картинах “Чаепитие в Мытищах , „Монастырская тра­пеза , „Сельский крестный ход на пасху он ярко и убедительно обличил ханжество правосл. ду­ховенства, аморализм служителей церкви. Картины П. по требова­нию церк. иерархов запрещались для экспонирования на выставках, а сам художник подвергался кри­тике духовных и светских властей.

ПЕРСЕФОНА - в др.греч. мифо­логии - богиня подземного царст­ва, растительности и земного пло­дородия, дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. П. часть года про­водит с матерью на земле, а ос­тальное время - в подземном мире. Ежегодное возвращение П. на землю является вариантом распространенного в древности мифа об умирающем и воскре­сающем божестве, символизирую­щем ежегодное умирание и про­буждение растительности. В Риме П. называли Прозерпиной.

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona личность) - религ.-идеалистич. течение, получившее распростра­нение в кон. 19 — перв. пол. 20 в. в США (Б. Боун, Р. Т. Флюэл-линг, Э. Ш. Брайтмен), во Фран­ции (Э. Мунье, М. Недонсель), в Германии (В. Штерн) и др. стра­нах. П. исследует „личность (не реальную, а некую духовную сущность, первоэлемент бытия), наделенную активностью, обла­дающую волей, самосознанием, постигаемым в конечном итоге ее причастностью к богу. Для П. в целом характерны фетишизация имистификация творческого на­чала человека. Религия и наука рассматриваются П. как равно значимые требования человеч. ду­ха: религия присуща разуму в той же степени, что и моральные и эстетич. ценности. Обращая внима­ние на кризис бурж. цивилизации, персоналисты, однако, выступают не за революц. преобразования капиталистич. об-ва, а за „револю­цию в сознании человека. Мн. идеи илозунги католич. П., ранее осуждавшиеся Ватиканом, обна­руживаются  в  соц. энцикликах Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, олицетво­рение, оживотворение, одухотво­рение (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - элемент религ. верований, заклю­чающийся в наделении предметов и явлений природы свойствами живых существ, часто даже чело­веческими; способностью мыс­лить, чувствовать, говорить, антро­поморфным обликом и т. д. П. тесно связана с др. элементами религ. мировосприятия - анимиз­мом, магией, фетишизмом и вместе с ними входит как в раз­ные формы ранних религий (про­мысловые, эротические, астраль­ные, аграрные культы, тотемизм, шаманство и др.), так и в развитые религ.-мифологич. системы (др.-греч. и др.-римск. религии, ведич. и доарийские культы Индии и возникшие на их основе брахма­низм и индуизм, др.-егип., др.-герман., др.-славян., др.-кит. рели­гии, синтоизм и др.). П. неба, планет, созвездий, метеорологич. явлений, стихий природы дала один из самых многочисл. отрядов богов и божеств (напр., бог солн­ца Сурья, богиня утренней зари Ушас в Индии, боги-громовержцы Юпитер, Тор, Перун в римск., германо-скандинав. и славян, ре-религ.-мифич. системах). Не менее многочисленны П. матери-земли в целом и духов - хозяев лесов, гор, озер, рек: напр., богини пло­дородия, покровительницы жен­щин, семьи, детей и воспроиз­водства всего живого на земле фригийская Кибела, егип. Исида, римск. Юнона; фавны, сатиры, наяды, дриады антич. религий, водяной, леший, русалки у славян. П. соц. явлении клас. об-ва мож­но считать богов греко-римск. пантеона: Аполлон - бог-воитель, покровитель воинского искусства, путников, мореходов, пастухов, также поэзии; Гермес - покрови­тель скотоводов и торговли; Афи­на - наук и мудрости и т. д. Боги мировых религий в концентриро­ванной форме несут на себе черты П.: в буддизме Амитабха - будда бесконечного света, Манджушри —бодхисатва мудрости; в христиан­стве бог-отец — П. всех созидаю­щих и карающих сил природы, дева Мария - жертвенности и страдания, Иисус Христос — ис­купления. П. - распростр. худо­жеств, прием в фольклоре (мифы, легенды, сказки, героич. эпос).

ПЕРУН - гл. бог др.-славян. пан­теона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. со­хранялся до принятия христианст­ва на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ).

„ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ - небольшая любовно-эротич. поэма, включен­ная в состав Ветхого завета. Бого­словы приписывают ее царю Соло­мону и толкуют как выражение обоюдной любви между богом и его „избранным народом (в иудаизме) или между Христом и церковью (в христианстве). В действительности „П. п. - свет­ское произведение, написанное в 3 в. до н. э. Исследователи Вет­хого завета полагают, что „П. п. - это собрание фольклор, интимно-лирич. песен, исполнявшихся на свадьбах. Отвергая религ. ханже­ство, их автор откровенно воспе­вает любовь, красоту женского тела. Культ красоты тела, навеян­ный эллинизмом, имел для автора „П. п. мировоззренч. смысл и был направлен против религ. аскетиз­ма. Нерелиг. характер поэмы про­является и в том, что в ее 116 сти­хах ни разу не упоминается имя бога.

ПЕТР - один из 12 апостолов, о к-рых говорится в евангелиях. Согласно христ. легенде, рыбаки Симон, позже прозванный Петром (греч. — „камень ), и его брат Андрей были первыми призваны Иисусом в ряды его учеников. Во время допроса и пыток Иисуса П. трижды от него отрекся, но за­тем раскаялся. Католич. церковь считает его первым епископом римск. христиан. Никаких исто-рич. достоверных сведений о П. нет.  Поскольку иудео-христиане почитали П., а Павел называл его апостолом для иудеев, в науке употребляется термин „петри­низм для обозначения того тече­ния в раннем христианстве, к-рое выступало за сохранение нек-рых иуд. обрядов, против разрыва с иудаизмом (см. Иудео-христиане).

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (нач. 12 в. - 1160) - католич. теолог, ис­пользовавший методы схоластич. философии для систематизации теологии. Гл. соч. - „Четыре кни­ги сентенций (1150-1152), где осмыслены с августиниан. позиций тексты Библии, соч. отцов церкви, теологов 12 в. Изложение П. Л. дискуссионных теологич. проблем, еретич. мнений (напр., Ария, Абе­ляра) без их опровержения вы­зывало первоначально осуждение со стороны церк. руководства, но в 1215 книга П. Л. была одоб­рена Латеранским собором и до нач. 16 в. считалась осн. уч. посо­бием, использовалась в борьбе с ересями.

ПЕТРА И ПАВЛА ДЕНЬ - христ. праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . Связан с именами т. н. первоверховных апостолов, к-рым приписывается начало проповеди христ. учения. Жизнеописания П. и П. составлены с таким расче­том, чтобы их подвижничество слу­жило примером для верующих. Введенный первоначально в Риме, епископы к-рого (папы) объявили себя наследниками апостола Пет­ра, праздник быстро распростра­нился за его пределы. Его популяр­ности способствовало то, что он совпадал с определенными вехами с.-х. цикла. На Руси - с началом сенокоса. В Финляндии, Исландии, Карелии за 10 недель до него на­чинались посевные работы. Кроме того, Петр считался покровителем рыбаков. Все это использовалось церковью, придававшей празднику большое значение. Он предварялся многодневным постом, к-рый соз­давал особый настрой у верующих. В наст. вр. в значит, мере утратил былую популярность, хотя и про­должает отмечаться, в основном в сельской местности.

ПЕТРАРКА Франческо (1304-1374) - основоположник итал. нац. поэзии, родоначальник гума­низма эпохи Возрождения. Высту­пал против средневек. авторитетов, схоластики, в т. ч. аверроизма, считал, что философия должна но­сить практйч. характер. П. поло­жил начало гуманистич. культуре, в основе к-рой лежала возрожден­ная античность. Не отказываясь от веры в бога, П. отвергал христ. аскетич. мораль, идею презрения к миру и ничтожества человека. В диалоге „Моя Тайна оправ­дывал радости земной жизни, стремление человека к земной славе. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму, начатый П., способствовал формированию но­вой светской антропологии и этики.

ПЕТРАШЕВЦЫ - представители прогрес. дворянской и разночин­ной интеллигенции, объединяв­шиеся вокруг петербурского кружка М. В. Буташевич-Петрашевского в 40-х гг. 19 в. Ведущие его участники - М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев, Н. А. Мом-белли, И. М. Дебу, Ф. Н. Львов, Д. Д. Ахшарумов, Ф. Г. Толь, Н. С. Кашкин, А. В. Ханыков - были революц. демократами, мате­риалистами, последователями Бе­линского и Герцена. П. считали, что религия примиряет людей с соц. несправедливостью, подав­ляет революц. активность. Они обличали Рус. правосл. церковь как защитницу крепостничества и самодержавного деспотизма, критиковали Библию, поддержи­вали и развивали атеистич. идеи франц. просветителей 18 в., Л. Фей­ербаха, ратовали за свободу совес­ти, отделение церкви от гос-ва. Считая пропаганду атеизма необ­ходимым, элементом подготовки народа к революции, П. составля­ли тексты листовок, памфлетов, содержащих критику религии. Лучшие атеистич. статьи П. вошли в их коллективное соч. - во 2-й вып. „Карманного словаря иност­ранных слов, вошедших в состав русского языка (1846).

ПЕТРИНИЗМ - см. Петр.

ПЕТРИЦИ Иоанэ (11-12 вв.) - груз, философ, представитель нео­платонизма. Родоначальник груз, филос. Ренессанса. Миропонима­ние П. носило пантеистич. харак­тер, за что он подвергался гоне­ниям со стороны визант. и груз, церк. кругов. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие груз. философии.

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - бла­гочестие) - противостоящее ор­тодокс, протестантизму мистич. течение кон. 17—18 вв., ставившее чувства религ. выше догматов религ. Основатель П. - нем. тео­лог Шпенер - отвергал церк. об­рядность, подчеркивал необходи­мость для верующих личного пере­живания бога, к-рое позволяет утвердить высоконравств. прин­ципы жизни и обрести „божеств, благодать . П. активно насаждал веру в чудеса, фанатизм, откро­венную мистику. В широком смысле П. - религ.-мистич. наст­роение, поведение. В связи с этим под П. обычно понимают показ­ное благочестие, религ. ханже­ство.

ПИМЕН (Извеков Сергей Михай­лович, род. в 1910) - патриарх Московский и всея Руси. В 1927 принял монашество. Служил в хра­мах Москвы, Одессы, Ростова-на-Дону, был наместником Псково-Печорского монастыря и Троице-Сергиевой лавры в Загорске. Епис­коп с 1957, в 1960-1961 - архи­епископ. Избран патриархом в 1971 на поместном соборе Рус. правосл. церкви.

ПИР (перс. - старец) - старец-наставник у суфиев (см. Суфизм), ведущий по мистич. пути (тарикат) своих учеников и последо­вателей {мюридов).

ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ - ре­лиг. книги, написанные согласно религ. вероучению по внушению самого бога. В каждой религии есть свое П. с, напр, в буддизме -Трипитака, в иудаизме — Тора, в христианстве - Библия, в исла­ме - Коран и т. д. Все они созда­вались в разных историч. условиях, мн. известными и неизвест­ными авторами. В них нашли так­же отражение религ. представле­ния и нормы первобытн. народов. П. с. являются памятниками др. культуры.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—1868) - рус. революц. де­мократ, публицист и лит. критик, последователь Н. Г. Чернышевско­го, убежденный материалист и ате­ист. Хотя П. и не преодолел идеа­лизма в понимании об-ва, в объ яснении причин возникновения религии он вплотную подошел к их материалист, трактовке. В ста­тье „Идеализм Платона (1861) он пишет, что „романтизм (так П. по цензурным соображениям называет христианство) создается воображением на почве бедствий и страданий. Важную роль в про­явлении „необузданного идеализ­ма играла, по мнению П., фанта­зия. П. близко подошел к понима­нию религии как опиума народа, видел ее связь с царствующим злом. Большое место в творчест­ве П. занимала пропаганда дости­жений естествознания, в особенно­сти теории Ч. Дарвина, материализ­ма и атеизма.

„ПИСЬМО К ГОГОЛЮ В. Г. БЕ­ЛИНСКОГО - написано в июле 1847 по поводу издания Гоголем книги „Выбранные места из пере­писки с друзьями , в к-рой содержалась защита самодержавно-крепостнич. строя и проповедь рели­гии. В „Письме с необычайной страстностью обличается соц. строй России, где „люди торгуют людь­ми , нет „никаких гарантий для личности , „а есть только огром­ные корпорации разных служеб­ных воров и грабителей ; дается уничтожающая критика правосл. церкви, к-рая „всегда была опо­рою кнута и угодницей деспотиз­ма ; отвергается миф об „искон­ной религиозности рус. народа.

ПИФАГОРЕИЗМ - религ. и фи­лос. учение и соц.-политич. движе­ние в Др. Греции 6-4 вв. до н. э. Получило название по имени Пи­фагора (перв. пол. 6 в. до н. э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а матсматич. закономерностей - основой струк­туры мира. Математич. занятия приводили пифагорейцев к Магии чисел, приписывающей первым десяти из них („декада и ее эле­менты) божеств, свойства. Так, по Филолаю, декада „все исполня­ет и есть начало божеств., небесной и человеч. жизни . П. учит о пере­селении души. В 4 в. до н. э. П. практически сливается с плато­низмом, но возрождается в 1 в. до н. э. — 3 в. н. э. в виде неопифагореизма. Идеальные числа по­нимаются в нем как первообра­зы вещей, творимых, согласно ему, богом. Усиление магич. мис­тицизма приводит к превраще­нию П. в сугубо мифологич. учение.

ПИФИЯ - жрица-прорицательни­ца храма Аполлона в Дельфах (см. Дельфийский оракул) в Др. Греции. П. вещала волю бога, сидя на золотом треножнике в экстатич. состоянии, в к-рое впада­ла, надышавшись ядовитыми испа­рениями из расселины дельфий­ской скалы.

ПЛАНК Макс (1858-1947) - нем. физик-теоретик, основопо­ложник квантовой теории. Стихий­ный материалист, защищал прин­ципы детерминизма, единства ми­ра, боролся с физич. идеализмом. Ограниченность стихийного мате­риализма, влияние кантианства, семейные традиции обусловили не­последовательность взглядов П. Он не видел законов развития об-ва, историч. характера морали, религию сводил к эмоциям и мо­рали и в таком урезанном виде считал совместимой с наукой, к-рую ограничивал естествознани­ем. Отрицал веру в личного бога, бессмертие души, чудеса, тяготел к материалистич. пантеизму.

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347) - др.-греч. философ-идеалист. Разработал учение об идеях как общих понятиях, суще­ствующих независимо от человеч. ума в потустороннем „умном ме­сте и служащих образцами (пара­дигмами) вещей, являющихся их копиями. Идеализм П. тесно свя­зан с религией как по своей нередко мифологич. форме, так и по содержанию. Высш. идея II., Благо, или Единое, часто отожде­ствляется им с богом. Последний, будучи творцом (демиургом), тво­рит мир, душу, а затем и космос, оформляя бесформенную материю („небытие ). Причастность чело­веч. души миру идей, доказывае­мая наличием общих понятий, служит у П. для обоснования бессмертия души. Выводом отсю­да является учение о добродетели как деятельности, направляемой идеей Блага. В диалоге „Законы П. выступает с резкой критикой античного материализма и атеиз­ма, рассматривает их как угрозу существ, гос-ва и преступление, подлежащее наказанию вплоть до смертной казни (кн. X). Филосо­фия П. оказала огромное влияние на дальнейшее развитие идеалист, и религ. философии.

ПЛАТОНИЗМ - 1) учение Плато­на; 2) направление в антич. фило­софии, связанное с развитием и видоизменением учения Плато­на. История П. связана с деятель­ностью школы, носившей назва­ние Академии. Др. Академия (4— 3 вв. до н. э.) соединяет П. с пи­фагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) - со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2-1 вв. до н. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагоре­изма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. ми­ру идей стал консервативной идео­логией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судь­бой, а его идеализм тесно сопри­касается с религ. мировоззре­нием. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых ве­ков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма; 3) под П. часто имеется в виду включение элемен­тов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом пла­не П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.

ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ - форма религии периода раннеклас. строя и возникновения гос-ва. П. б. к. основывается на ранних религ.-мифологич. представлени­ях: 1) тотемических, черты к-рых сохранили, напр., др.-егип. боги - бог Гор в облике сокола почитал­ся в Эффу, богиня Хатор в облике коровы — в номе Дендерс и т. д.; 2) представлениях об учредителях племен, инициации или же упо­добленных им мифологич. обра­зах культурного героя-демиурга; 3) олицетворениях небесных или атмосферных явлений; 4) культе предка-родоначальника.  П. б. к. становится как бы исходной пози­цией развитого политеизма, с од­ной  стороны,  и монотеизма  - с другой.

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентино­вич (1856-1918) - один из пер­вых рус. марксистов, видный про­пагандист марксист, философии и атеизма, создатель первой рус. марксист, орг-ции - группы „Ос­вобождение труда (1883).В 1903 П. перешел на позиции меньшевиз­ма, а в период первой мир. войны (1914-1918) выступал как „оборонец . К Октябрьской револю­ции он отнесся отрицательно, но не поддерживал контрреволюцию. П. уделял огромное внимание проб­лемам атеизма как в трудах об-щефилос. характера („Очерки по истории материализма , „К вопро­су о развитии монистич. взгляда на историю ), так и в спец. рабо­тах, касающихся религии и церк­ви, в частности в рецензии на кни­гу О. Пфлейдерера „О религии и религиях (1910), в статье ,,О т. н. религ. исканиях в России (1909). Этот критич. труд П. о „богоиска­тельстве и „богостроительстве особенно значителен. Здесь рас­сматривается вопрос о структуре религии, о ее элементах. Глубокий материал по истории атеизма и ре­лигии содержится в крупном про­изведении П. „История рус. об­ществ, мысли (1909-1916). Мно­гие произведения П. посвящены истории свободомыслия на Западе и в России 18-19 вв. В трудах П. содержится марксист, объяснение истории развития обществ, сознания, в т. ч. и религии, дается глу­бокий науч. анализ ее истории, соц.-историч. корней.

ПЛУТОН в др.-греч. мифоло­гии - бог подземного мира и цар­ства мертвых, иначе - Лид.

ПЛЮРАЛИЗМ      РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. pluralis множественный) - поликонфес. характер религиоз­ности соц. групп, подданных одно­го гос-ва. В условиях феодализма существовала относит, однород­ность религиозности данной соц. или этнич. группы. Складывались системы религ. гос-в с соответст­вующей гос. религией, в к-рых идентифицируется подданство гос-ву с соответствующей религ. при­надлежностью. Протест народных масс, сословных и этнич. групп против соц. гнета направлялся и против гос. религии, охранявшей устои существующ. строя. Возни­кали ереси, секты, новые религ. течения. Особенно сильный толчок этому процессу дало развитие ка-питалистич. отношений. При нали­чии гос. религии, религии боль­шинства, преимущества одного культа перед другими появляются „религиозные путы для части подданных гос-ва, дискриминация по религ. признаку. Определенное вероисповедание становится усло­вием политич. привилегий. После бурж. революций в нек-рых стра­нах церковь была отделена от гос-ва. В США в силу специфики ис-торич. развития вообще не сложи­лась система общегос. религии. При капитализме реализуется бурж. свобода совести, представ­ляющая собой терпимость ко все­возможным видам религиозности. В этом случае граждане гос-ва уже не идентифицируются с опреде­ленной религ. принадлежностью, складывается ситуация „религиоз­ного многообразия (К. Маркс). П. р. В социалистич. об-ве каждо­му гражданину гарантировано пра­во исповедовать любую религию или быть атеистом.

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Пет­рович (1827-1907)  - обер-проку­рор Синода в 1880-1905, мрако­бес и реакционер. С именем П. связаны ограничение светского образования за счет внедрения церк.-приходских школ, исполь­зование церкви в борьбе с рево-люц. движением, массовые репрес­сии против сектантов, преследова­ние прогрес. деятелей культуры (в т. ч. Л. Толстого), ужесточение церк. цензуры и т. д.

ПОВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - совокупность действий индивида или группы, реализующих религ. предписания сообразно с религ. нормами. Мн. формы П. р., по­явившись в др. историч. эпохи, передавались из поколения в по­коление и воспроизводятся в наст, вр. Различают культовое и внекультовое П. р. Формы культово­го П. р. могут быть непосредствен­но связанными с религ. сознанием (участие в богослужении, молитва в храме или дома и пр.) или таки­ми, в к-рых религ. мотив не играет решающей роли (посещение цер­кви, соблюдение религ. обрядов, участие в религ. праздниках и т. д.). Внекультовое П. р. - религ. воспи­тание в семье, управление религ. орг-циями и т. д. - обусловлено религ. мотивами. Характер П. р. зависит от к.онфес. принадлежно­сти (различно в христианстве, буд­дизме, исламе, индуизме и т. д.). От П. р. следует отличать поведе­ние религ. индивидов и групп, к-рое не сводится к П. р. и вклю­чает  в  себя нерелиг. действия.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ, погре­бальные обряды — одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается сре­ди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загроб­ный мир), но и в том и др. случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между ми­ром живых и миром мертвых нет, и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотив­шись в кого-либо из новорож­денных членов рода (племени). П. к. существует у всех народов мира и во всех религиях. Он вклю­чает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздуш­ное или водное погребение, рассе­чение, выбрасывание, оставление на съедение животным или пти­цам, эндоканнибализм) или частич. его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жерт­воприношение, поминальную тра­пезу, траур по покойному и свя­занные с ним запреты. Возникно­вение П. к. относят к эпохе верх­него палеолита. Он вошел как сост. часть в поздние религ. систе­мы, в к-рых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, напр., в правосл. погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умерше­го на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отд. стороны П. к.

ПОЗИТИВИЗМ - идеалист, тече­ние в философии, возникшее в 30-х гг. 19 в., исходящее из при­знания „позитивной (положи­тельной, конкретной) науки един­ственно подлинным знанием. Как философия П. выступает с претен­зией на „наиболее общее знание (О. Конт, Г. Спенсер), а в конце 19 - нач. 20 в. объявляет себя „теорией познания точных наук (Э. Мах, эмпириокритицизм). Осн. гносеологич. установка П. — агно­стицизм, базирующийся на субъективно-идеалистич. убеждении, что человеч. познание ограничено „яв­лениями как психич. состояния­ми субъекта. Первоначально на­правленный против теологии и ме­тафизики, к-рые в условиях „про­мышленного об-ва должны усту­пить место науке, П. впоследствии все более выявляет свою антима-териалистич. сущность. В целом скептически относясь к религ. догмам, П. примиренчески отно­сится к религии, формулируя различ. способы ее „совмещения с наукой: от признания „непозна­ваемого как „причины позна­ваемых явлений и до „анализа языка религии , имеющего целью упорядочение и логико-семантич. „оправдание теологии. Мировоззренч. скептицизм совр. П. приво­дит к „уравнению в правах религ. представлений и атеизма как яко­бы одинаково научно непроверяе­мых, в конечном счете эмоц. уста­новок. В. И. Ленин указывал, что объективная соц. роль П. „сводится к прислужничеству фи­деистам в их борьбе против мате­риализма вообще и против исто­рического материализма в част­ности (т. 18, с. 380). В то же время филос. непоследователь­ность П. приводит мн. его пред­ставителей в лагерь свободомыс­лящих (напр., Б. Рассел), что служит причиной критики его ре­лиг. идеологами.

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА - по­нятие, выражающее способность обществен, человека, опирающего­ся на историч. развивающуюся практику, правильно отразить в сознании все многообразие ви­дов материи, их свойств, взаимо­связей, форм и законов движе­ния.

ПОКАЯНИЕ - см. Исповедь.

ПОКРОВ - один из наиболее зна­чимых праздников православия, хотя и не относимый к двунаде­сятым, но именуемый „великим . Отмечается 1(14) октября. В его основу положен миф о том, как в 910 в Константинополе юроди­вому Андрею и его ученику Епи-фанию явилась во Влахернском храме богородица, простерла над молившимися белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от бед и страда­ний. Эта идея покровительства богородицы и составила содержа­ние праздника П. В действитель­ности он был установлен в Визант. империи для отвлечения народи, масс, выражавших недовольство политикой правящих кругов. Сфабрикованное „чудо должно было убедить народ, что сама богородица покровительствует императ. власти. На Руси П. был использован для вытеснения осен­него празднества славян в честь окончания полевых работ. В силу того что богородица считалась покровительницей земледельцев, праздник этот прижился в кре­стьян, быту и пользовался попу­лярностью. В ритуале праздника сохранились мн. обычаи др.-славян. празднества: чествование пожи-нального снопа, праздничн. базары и др. В наши дни религ. смысл П. почти забыт, хотя по традиции этот праздник продолжают еще порой отмечать в сельской мест­ности.

ПОЛИТЕИЗМ (греч. poly - много и theos — бог) — многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию). Возникает при разложении первобытн. общины. В иерархии богов нашли отдален­ное отражение разделение труда, земные отношения господства и подчинения. Классич. примером П. могут служить др.-греч. и др.-римск. религии. Элементы П. присутствуют во всех „монотеистич. религиях (иудаизме, хрис­тианстве, исламе и в др.).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - получившая развитие в католи­цизме (Й. Метц) и протестантиз­ме (Д. Зелле) в 60-70-е гг. 20 в. теологич. концепция, осн. идея к-рой заключается в том, что хри­стианство, не будучи по своему существу политич. явлением, тем не менее не безразлично к поли­тич., мирскому началу, выполняя по отношению к нему критич. функцию. П. т. выступила с кри­тикой интерпретации христианст­ва как доктрины индивид, спасе­ния: „никто не может спастись в одиночку, христианское благо­вестив должно принимать во вни­мание не только индивида, но и об-во . П. т. претендует на то, что она представляет именно общий интерес, а не интересы той или иной группы или класса совр. об-ва. Сторонники П. т. занимают­ся пересмотром, „политич. истол­кованием осн. христ. понятий - истины, греха, любви и т. д. П. т. является реакцией на секуляриза­цию политич. сферы обществ, жиз­ни, на тенденцию к приватизации религии, ее вытеснение в область внутр. жизни личности. П. т. ис­пользуется как „левыми христ. течениями в целях критики капи­тализма, так и сторонниками кле­рикализма в целях обоснования реклерикализации совр. об-ва.

ПОЛКИ ИИСУСА, ПОЛКИ БОГОРОДИЦЫ белогвард. воинские подразделения, созданные при непосредств. участии контрреволюц. духовенства для борьбы против молодой Сов. республики в пе­риод гражд. войны и иностранной интервенции. Инициаторами фор­мировании П. И. и др. в армии Колчака был томский епископ Сильвестр, в армии Деникина - митрополит Платон, священник Востоков и др. Спекулируя на религ. чувствах, духовенство пы­талось создать видимость, будто эти отряды ведут борьбу „за правую веру , против „антихри­ста .

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - возникла в нач. 20-х гг. 20 в., стала автокефальной в 1948. Имеет в своем составе 4 епархии (Варшавская и Вель­ская, Белостокско-Гданьская, Лодзинско-Познаньская, Вроцлавско-Щецинская) и 233 прихода. В ее распоряжении находится 300 храмов, 2 мужских и 1 женский монастырь. Кадры священнослу­жителей и богословов церковь готовит в варшавской духовной семинарии и на факультете правосл. богословия академии христ. теологии. При храмах функциони­рует более 200 катехизич. пунктов по обучению детей религии.

ПОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ - протест, секта, отделившаяся в 70-х гг. 16 в. от польск. кальвинистов; отличалась религ. радикализмом. П. б. отрицали догмат о троице и божественность Христа, т. е. воз­рождали ересь арианства (поэтому их называли польск. арианами). Первоначально плебейское направ­ление в движении П. б. соединяло религ. радикализм с требованиями отмены барщины и крепост. зависимости, всеобщего братства и т. д. Позднее под влиянием Фауста Социна  образовалось умеренное направление социнианство. Социниане постепенно приобрели господств, положение в общинах П. б.

ПОМАЗАННИК - лицо, над к-рым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве П. на­зываются пророки, первосвящен­ники, монархи, к-рые через обряд помазания получают свою власть якобы от самого бога. В Иовом завете П. именуется Иисус.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ съезды автокеф. церкви или се отд. части для решения вопросов вероуче­ния, культа, церк. управления, дисциплины и пр. В Рус. правосл. церкви П. с. наделены правами высш. законодат. церк. органа, к участию в к-ром привлекаются епископат, представители духо­венства и миряне. В синодальный период (1721-1917) П. с. не созы­вались. Последний П. с. Рус. пра­восл. церкви (1971) избрал пат­риархом Пимена, снял проклятие со старообрядцев, принял ряд ре­шений в отношении экумснич. контактов и миротворч. деятель­ности Рус. правосл. церкви.

ПОМИНАНИЕ - 1) небольшая тетрадь, в к-рую вписываются имена умерших и живых для упо­минания священнослужителями во время богослужения; 2) упо­минание (поминовение) во время литургии священником имен, включенных в поминание (тетрадь) , а также в спец. церк. спи­сок. В правосл. церкви произво­дится П. умерших в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину смерти поми­наемого. Кроме того, существуют дни „общего поминовения умер­ших: родительская суббота, суббо­та накануне троицы и т. д. По церк. учению, молитвы за умерших вос­принимаются богом, к-рый может облегчить участь их душ.

ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы - умеренное течение в беспоповщи­не (старообрядчестве), начало к-рому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовы­ми, основавшими на р. Выге (По­морье)  в 1695 общину. В 1706 недалеко от нее на р. Лексе возни­кает женская лексинская община. Соц. базу П. т. составили зажиточ­ные слои населения, что предо­пределило умеренный характер их требований и сближение с офиц. светской и церк. властью. Так, в 1738 поморцы признали допус­тимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование Филип. толка). Важное место в П. т. занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в кон.. 18 в. в Москве возникла общи­на новопоморцев, последователи к-рой выступали в защиту брака. С нач. 20 в. П. т. превратился в наиболее влиятельное направле­ние беспоповщины. В наст. вр. общины поморцев-брачников имеются в Прибалтике и нек-рых районах БССР и РСФСР. В Лит. ССР общины П. т. возглавляются Высш. старообрядч. советом.

ПОМПОНАЦЦИ Пьетро (1462-1525) - итал. мыслитель-гума­нист эпохи Возрождения. Разви­вал традиции аввероистского сво­бодомыслия (см. Ибн-Рушд), про-лагал путь новому естествознанию. Отрицал бессмертие души, загроб­ное воздаяние и спасение как высш. цель человека. П. утвер­ждал идеал земного счастья, осно­вы новой, антиаскетич. этики, ант­ропологии. В трактовке картины мира исходил из материалистич. пантеизма, идеи всеобщей причин­ности в природе, критиковал уче­ние о божеств, провидении, чуде­сах. С позиции теории двойств. истины отстаивал автономию разу­ма. Осн. труд П. - „О бессмертии души .

ПОНОМАРЬ  -  см. Псаломщик.

ПОНТИЙ ПИЛАТ (ум. ок. 37) - римск. прокуратор (наместник) в Иудее (26-36) при императоре Тиберии, утвердивший якобы смертный приговор Иисусу Хри­сту.

ПОНТИФИКАТ (лат. pontificatus) - время пребывания в долж­ности папы римского, один из ти­тулов к-рого с 5 в. - великий пон­тифик.

ПОНТИФИКИ (лат. pontificеs, бук­вально - строители мостов) в Др. Риме - члены жреч. колле­гии, осуществлявшей общий над­зор за религ. обрядами. П. состав­ляли религ. предписания, судеб­ные правила, наблюдали за кален­дарем, ведали хронологич. запися­ми Великими анналами, состав­ляли списки консулов. Позднее титул великого П. присвоили себе императоры, а от них его переняли папы римские.

ПОПОВЩИНА одно из осн. на­правлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и со­гласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а так­же наличие традиционной для пра­вославия церк. иерархии. Поповцы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали ни­конианскую церковь и ее духо­венство только как ересь, а не как „видимость храма , порожденную антихристом. Псрвонач. формой П. являлось беглопоповство (см. Беглопоповцы). Крупные центры ста­рообрядчества: Керженсц, Старо-дубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия П. с правосл. церковью сводились гл. обр. к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В нач. 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядцев, что обусловило лояльность его ру­ководства  к  светской  и церк. власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия - перемазанцев с центром на Рогож­ском кладбище в Москве. В 20-х г. 19   в. в Стародубье оформилось Лужково согласие, признававшее истинным только тайное священ­ство, независимое от гражд. и церк. властей. В 1846 возникла Белокриницкая иерархия. Эту иерар­хию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерар­хии. Она заняла ведущее положе­ние в П. и стала называться Ста­рообрядческой     архиепископией Московской и всея Руси. Беглопоповские толки, не признавшие руководство этой иерархии, об­разовали в 1923 свою иерархию во главе с архиепископом и с ду­ховным центром в г. Новозыб-ковс Брянской области. Как раз­новидность П. в разное время возникли единоверческая церковь (см. Единоверие) и Беловодская иерархия.

„ПОПУЛОРУМ ПРОГРЕССИО - см.  Энциклики пап социальные.

ПОР-РОЯЛЬ, Пор-Руаяль (Port-Royal) - женский монастырь, ос­нованный в Версале в 1204. В 1625 от него отделился монастырь, обосновавшийся в Париже (Port-Royal de Paris); оставшийся в ста­ром здании монастырь стал на­зываться П.-Р. де Шам (Port-Royal de Champs) . Он стал центром прос­вещения и лит-ры, с к-рым были тесно связаны крупные писатели, ученые, философы: Б. Паскаль, Ж. Расин, А. Арно, Р. Декарт. При монастыре были созданы передо­вые для своего времени учебники: „Всеобщая рациональная грамма­тика (П.-Р. грамматика), „Логи­ка или Искусство мыслить (П.-Р. логика). Оба монастыря как цент­ры янсенизма боролись с папством и иезуитами. Людовик XIV стал на сторону иезуитов, и П.-Р. де Шам был в 1712 разрушен. Париж­ский П.-Р. существовал до 1790. П.-Р. неразрывно связан с истори­ей франц. лит-ры и филос. мысли 17-18 вв.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Словарь Атеиста:

АНТ - АТЕ

АНТРОПОМОРФИЗМ    (от   греч. anthropos  — человек, morphe — форма)   -  олицетворение явле­ний природы, религ. и мифологич. представлений и образов, перене­сение на них присущих человеку свойств. А...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...