Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ПЕЙ - ПОР

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПЕЙН Томас (1737 - 1809) идео­лог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. ре­волюций 18 в., представитель бурж. свободомыслия. Обосновы­вая неотъемлемоеправо народа на ниспровержение тирании, об­ществ, институтов (франц. абсо­лютизма, брит. колониальной системы, рабства в Америке), П. резко критиковал церковь и все мир. религии как идейно-политич. формы поддержании тирании, разоблачал библ. мифологию как плод невежества, заблуждения и прямого обмана. Нередко П. под­нимается до прямых атеистич. выводов, однако его критика ре­лигии не была последовательной. Гл. антирелиг. соч. - „Век разу­ма (1794 ,1795).

ПЕЛАГИАНСТВО течение в христианстве, возникшее на рубе­же 4—5 вв. и названное по имени его основателя Пелагия. По сво­ему существу П. направлено против наиболее мрачных сторон учения Августина, против про­славления аскетизма. С т. зр. приверженцев П., первородный грех не извратил положительных качеств человека. Крещение лишь приобщает верующего к общине, но не является искупительным. Достижение спасения связывается П. больше с нравств. силами са­мого человека, со „свободой вы­бора , чем с божеств, благо­датью. Нравств. жизнь, т. обр., задача трудная, но достижимая. П. тяготеет к античной филосо­фии, поэтому оно и было встре­чено в штыки ортодокс, идео­логами, объявлено ересью, а его последователи подвергались го­нениям.

ПЕЛАГИЙ (от греч. пелагос - морская гладь) - христ. имя англ. монаха Моргана, жившего на рубеже 4-5 вв., основателя пелагианства. В 384 основал шко­лу в Риме. Свое учение о „свободе выбора изложил в „Послании Диметриаде . Был обвинен в ере­си, предан анафеме, изгнан. Ум. после 418.

ПЕНАТЫ - духи и божества, хранители семейного и обществ, благополучия в религии др. рим­лян. Семейные П. охраняли дом, содействовали материальному до­статку семьи и продолжению рода. Обществ. П. охраняли устои гос-ва и процветание народа. Главной из них считалась Веста.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - понятие религ.-идеалистич. философии, вы­ражающее творческую, прежде всего космогоническую функцию божества. Вводится на основе кос-мологич. доказательства бытия бога: причинная обусловленность всех конечных процессов распро­страняется на мирв целом. В европ. философии понятие П. п. сформулировано Аристотелем, по­нимавшим под нею безличный „перводвигатель . Под воздейст­вием христ. теизма это понятие видоизменяется за счет более последоват. проведения аналогии между творением мира богом и актом практич. деятельности че­ловека. Бог-творец как „дейст­вующая причина творит мир на основе „причины-образца (causa exemplaris), т. е. совокупности идей в божеств, уме, руководст­вуясь „конечной причиной (це­лью), и воздействует на мир в качестве провидения. Развитое на базе соединения аристотелизма с платонизмом, учение о П. п. со­ставляет в наст. вр. важный эле­мент томизма. В рамках деизма 17-18 вв. роль П. п. сводится к творению мира и приданию ему исходного импульса движения, после чего мир развивается по соб­ственным законам. Несостоятель­ность учения о П. п. очевидна в све­те всесторонне обосновываемого совр. наукой и материалистич. философией принципа самодвиже­ния материи.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - см. Гре­хопадение.

ПЕРВОТОЛЧОК - понятие, выра­жающее признание божеств, силы в качестве нач. причины и источни­ка движения материи. Возникло в 17-18 вв. в связи со стремлением объяснить явления природы на основе законов механики, рас­сматриваемых в качестве всеоб­щих универсальных. Большую роль в утверждении идеи „П. сыграл И. Ньютон. Франц. мате­риалисты П. Гольбах, Д. Дидро) и др. противопоставили идее „П. тезис о движении как внутр. свойстве материи. Однако он не мог быть убедительно обоснован с механистич. позиций, на к-рых стояли эти мыслители. Идея „П. полностью устраняется диалекти-ко-материалистич. миропонимани­ем, где движение рассматривается как изменение материи, прояв­ляющееся в многообразных фор­мах.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ - см. Пере­селение души.

ПЕРЕЖИТКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - религ. верования и обряды, соц. корни к-рых в данном об-ве по­дорваны или преодолены и к-рые сохраняются в нем в силу тради­ций как наследие прошлых историч.эпох. В социалистич. об-ве, напр., религия представляет со­бой пережиток прошлого. Ее соц. корни подорваны, система социа­листич. отношений не нуждается в ней для своего функциониро­вания и развития. Это не значит, что при социализме нет соц. при­чин, поддерживающих существо­вание религии. Это значит лишь, что религия выступает как вне­системное образование, т. е. отно­сится к числу пережитков прош­лого в сознании и поведении лю­дей.

ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ - см. Анабап­тисты.

ПЕРЕМАЗАНЦЫ - см. Беглопо-повцы.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, перевопло­щение, метемпсихоз (греч. metem­psychosis) - концепция перевопло­щения души из одного тела в другое (человека, животного, иногда даже в растение или в предмет неживой  природы),  характерная для ряда филос. систем древности (орфики,  пифагорейцы)   и мн. ранних и развитых форм религии. В основе концепции П. д. лежит первобытн. анимизм, наделявший душой нее предметы и явления окружающего мира. Особое раз­витие идея П. д. получила в филос.-религ.   традиции   Индии:   в брахманизме,  индуизме,  буддиз­ме, где она тесно переплетается с понятиями дхармы и кармы. В брахманизме и индуизме пред­ставление о душе не отличается в принципе от того, как ее трак­тует большинство религий: она - частица высш. божества - Брахмы и после множества перерождений может слиться с ним, в чем и за­ключается ее спасение от страда­ний в сансаре. Несколько иначе подходит к вопросу о душе и ее перевоплощении буддизм.  Здесь духовная   сущность   состоит   из множества   мельчайших,  недели­мых частиц — дхарм, к-рые распа­даются в момент смерти живого существа   и   соединяются  затем в новый комплекс, снова творя­щий   иллюзию   мира  страданий. Однако такая трактовка сути дела не меняет: конкр. форма нового комплекса и всего им переживае­мого зависит от кармы, суммы всех добродетелей и грехов всех прежних перерождений. В буддиз­ме благоприятным считается толь­ко перевоплощение в человеч. об­лике. Конечный этап цепи пере­рождений в буддизме - нирвана. Общим во всех учениях о П. д. является положение о том, что судьба данного живого существа зависит только от него самого, от его поступков в прежних пере­рождениях. Такое учение оправды­вает всякое зло, соц. неравенство, эксплуатацию, ибо считает их ре­зультатом „неправедного поведе­ния в прошлой (до данного рож­дения) жизни.

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834-1882) - рус. художник, один из инициаторов организации Товарищества передвижных ху­дожеств, выставок. Значит, место в творчестве П. занимает антиклерик. тема. В картинах “Чаепитие в Мытищах , „Монастырская тра­пеза , „Сельский крестный ход на пасху он ярко и убедительно обличил ханжество правосл. ду­ховенства, аморализм служителей церкви. Картины П. по требова­нию церк. иерархов запрещались для экспонирования на выставках, а сам художник подвергался кри­тике духовных и светских властей.

ПЕРСЕФОНА - в др.греч. мифо­логии - богиня подземного царст­ва, растительности и земного пло­дородия, дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. П. часть года про­водит с матерью на земле, а ос­тальное время - в подземном мире. Ежегодное возвращение П. на землю является вариантом распространенного в древности мифа об умирающем и воскре­сающем божестве, символизирую­щем ежегодное умирание и про­буждение растительности. В Риме П. называли Прозерпиной.

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona личность) - религ.-идеалистич. течение, получившее распростра­нение в кон. 19 — перв. пол. 20 в. в США (Б. Боун, Р. Т. Флюэл-линг, Э. Ш. Брайтмен), во Фран­ции (Э. Мунье, М. Недонсель), в Германии (В. Штерн) и др. стра­нах. П. исследует „личность (не реальную, а некую духовную сущность, первоэлемент бытия), наделенную активностью, обла­дающую волей, самосознанием, постигаемым в конечном итоге ее причастностью к богу. Для П. в целом характерны фетишизация имистификация творческого на­чала человека. Религия и наука рассматриваются П. как равно значимые требования человеч. ду­ха: религия присуща разуму в той же степени, что и моральные и эстетич. ценности. Обращая внима­ние на кризис бурж. цивилизации, персоналисты, однако, выступают не за революц. преобразования капиталистич. об-ва, а за „револю­цию в сознании человека. Мн. идеи илозунги католич. П., ранее осуждавшиеся Ватиканом, обна­руживаются  в  соц. энцикликах Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, олицетво­рение, оживотворение, одухотво­рение (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - элемент религ. верований, заклю­чающийся в наделении предметов и явлений природы свойствами живых существ, часто даже чело­веческими; способностью мыс­лить, чувствовать, говорить, антро­поморфным обликом и т. д. П. тесно связана с др. элементами религ. мировосприятия - анимиз­мом, магией, фетишизмом и вместе с ними входит как в раз­ные формы ранних религий (про­мысловые, эротические, астраль­ные, аграрные культы, тотемизм, шаманство и др.), так и в развитые религ.-мифологич. системы (др.-греч. и др.-римск. религии, ведич. и доарийские культы Индии и возникшие на их основе брахма­низм и индуизм, др.-егип., др.-герман., др.-славян., др.-кит. рели­гии, синтоизм и др.). П. неба, планет, созвездий, метеорологич. явлений, стихий природы дала один из самых многочисл. отрядов богов и божеств (напр., бог солн­ца Сурья, богиня утренней зари Ушас в Индии, боги-громовержцы Юпитер, Тор, Перун в римск., германо-скандинав. и славян, ре-религ.-мифич. системах). Не менее многочисленны П. матери-земли в целом и духов - хозяев лесов, гор, озер, рек: напр., богини пло­дородия, покровительницы жен­щин, семьи, детей и воспроиз­водства всего живого на земле фригийская Кибела, егип. Исида, римск. Юнона; фавны, сатиры, наяды, дриады антич. религий, водяной, леший, русалки у славян. П. соц. явлении клас. об-ва мож­но считать богов греко-римск. пантеона: Аполлон - бог-воитель, покровитель воинского искусства, путников, мореходов, пастухов, также поэзии; Гермес - покрови­тель скотоводов и торговли; Афи­на - наук и мудрости и т. д. Боги мировых религий в концентриро­ванной форме несут на себе черты П.: в буддизме Амитабха - будда бесконечного света, Манджушри —бодхисатва мудрости; в христиан­стве бог-отец — П. всех созидаю­щих и карающих сил природы, дева Мария - жертвенности и страдания, Иисус Христос — ис­купления. П. - распростр. худо­жеств, прием в фольклоре (мифы, легенды, сказки, героич. эпос).

ПЕРУН - гл. бог др.-славян. пан­теона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. со­хранялся до принятия христианст­ва на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ).

„ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ - небольшая любовно-эротич. поэма, включен­ная в состав Ветхого завета. Бого­словы приписывают ее царю Соло­мону и толкуют как выражение обоюдной любви между богом и его „избранным народом (в иудаизме) или между Христом и церковью (в христианстве). В действительности „П. п. - свет­ское произведение, написанное в 3 в. до н. э. Исследователи Вет­хого завета полагают, что „П. п. - это собрание фольклор, интимно-лирич. песен, исполнявшихся на свадьбах. Отвергая религ. ханже­ство, их автор откровенно воспе­вает любовь, красоту женского тела. Культ красоты тела, навеян­ный эллинизмом, имел для автора „П. п. мировоззренч. смысл и был направлен против религ. аскетиз­ма. Нерелиг. характер поэмы про­является и в том, что в ее 116 сти­хах ни разу не упоминается имя бога.

ПЕТР - один из 12 апостолов, о к-рых говорится в евангелиях. Согласно христ. легенде, рыбаки Симон, позже прозванный Петром (греч. — „камень ), и его брат Андрей были первыми призваны Иисусом в ряды его учеников. Во время допроса и пыток Иисуса П. трижды от него отрекся, но за­тем раскаялся. Католич. церковь считает его первым епископом римск. христиан. Никаких исто-рич. достоверных сведений о П. нет.  Поскольку иудео-христиане почитали П., а Павел называл его апостолом для иудеев, в науке употребляется термин „петри­низм для обозначения того тече­ния в раннем христианстве, к-рое выступало за сохранение нек-рых иуд. обрядов, против разрыва с иудаизмом (см. Иудео-христиане).

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (нач. 12 в. - 1160) - католич. теолог, ис­пользовавший методы схоластич. философии для систематизации теологии. Гл. соч. - „Четыре кни­ги сентенций (1150-1152), где осмыслены с августиниан. позиций тексты Библии, соч. отцов церкви, теологов 12 в. Изложение П. Л. дискуссионных теологич. проблем, еретич. мнений (напр., Ария, Абе­ляра) без их опровержения вы­зывало первоначально осуждение со стороны церк. руководства, но в 1215 книга П. Л. была одоб­рена Латеранским собором и до нач. 16 в. считалась осн. уч. посо­бием, использовалась в борьбе с ересями.

ПЕТРА И ПАВЛА ДЕНЬ - христ. праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . Связан с именами т. н. первоверховных апостолов, к-рым приписывается начало проповеди христ. учения. Жизнеописания П. и П. составлены с таким расче­том, чтобы их подвижничество слу­жило примером для верующих. Введенный первоначально в Риме, епископы к-рого (папы) объявили себя наследниками апостола Пет­ра, праздник быстро распростра­нился за его пределы. Его популяр­ности способствовало то, что он совпадал с определенными вехами с.-х. цикла. На Руси - с началом сенокоса. В Финляндии, Исландии, Карелии за 10 недель до него на­чинались посевные работы. Кроме того, Петр считался покровителем рыбаков. Все это использовалось церковью, придававшей празднику большое значение. Он предварялся многодневным постом, к-рый соз­давал особый настрой у верующих. В наст. вр. в значит, мере утратил былую популярность, хотя и про­должает отмечаться, в основном в сельской местности.

ПЕТРАРКА Франческо (1304-1374) - основоположник итал. нац. поэзии, родоначальник гума­низма эпохи Возрождения. Высту­пал против средневек. авторитетов, схоластики, в т. ч. аверроизма, считал, что философия должна но­сить практйч. характер. П. поло­жил начало гуманистич. культуре, в основе к-рой лежала возрожден­ная античность. Не отказываясь от веры в бога, П. отвергал христ. аскетич. мораль, идею презрения к миру и ничтожества человека. В диалоге „Моя Тайна оправ­дывал радости земной жизни, стремление человека к земной славе. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму, начатый П., способствовал формированию но­вой светской антропологии и этики.

ПЕТРАШЕВЦЫ - представители прогрес. дворянской и разночин­ной интеллигенции, объединяв­шиеся вокруг петербурского кружка М. В. Буташевич-Петрашевского в 40-х гг. 19 в. Ведущие его участники - М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев, Н. А. Мом-белли, И. М. Дебу, Ф. Н. Львов, Д. Д. Ахшарумов, Ф. Г. Толь, Н. С. Кашкин, А. В. Ханыков - были революц. демократами, мате­риалистами, последователями Бе­линского и Герцена. П. считали, что религия примиряет людей с соц. несправедливостью, подав­ляет революц. активность. Они обличали Рус. правосл. церковь как защитницу крепостничества и самодержавного деспотизма, критиковали Библию, поддержи­вали и развивали атеистич. идеи франц. просветителей 18 в., Л. Фей­ербаха, ратовали за свободу совес­ти, отделение церкви от гос-ва. Считая пропаганду атеизма необ­ходимым, элементом подготовки народа к революции, П. составля­ли тексты листовок, памфлетов, содержащих критику религии. Лучшие атеистич. статьи П. вошли в их коллективное соч. - во 2-й вып. „Карманного словаря иност­ранных слов, вошедших в состав русского языка (1846).

ПЕТРИНИЗМ - см. Петр.

ПЕТРИЦИ Иоанэ (11-12 вв.) - груз, философ, представитель нео­платонизма. Родоначальник груз, филос. Ренессанса. Миропонима­ние П. носило пантеистич. харак­тер, за что он подвергался гоне­ниям со стороны визант. и груз, церк. кругов. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие груз. философии.

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - бла­гочестие) - противостоящее ор­тодокс, протестантизму мистич. течение кон. 17—18 вв., ставившее чувства религ. выше догматов религ. Основатель П. - нем. тео­лог Шпенер - отвергал церк. об­рядность, подчеркивал необходи­мость для верующих личного пере­живания бога, к-рое позволяет утвердить высоконравств. прин­ципы жизни и обрести „божеств, благодать . П. активно насаждал веру в чудеса, фанатизм, откро­венную мистику. В широком смысле П. - религ.-мистич. наст­роение, поведение. В связи с этим под П. обычно понимают показ­ное благочестие, религ. ханже­ство.

ПИМЕН (Извеков Сергей Михай­лович, род. в 1910) - патриарх Московский и всея Руси. В 1927 принял монашество. Служил в хра­мах Москвы, Одессы, Ростова-на-Дону, был наместником Псково-Печорского монастыря и Троице-Сергиевой лавры в Загорске. Епис­коп с 1957, в 1960-1961 - архи­епископ. Избран патриархом в 1971 на поместном соборе Рус. правосл. церкви.

ПИР (перс. - старец) - старец-наставник у суфиев (см. Суфизм), ведущий по мистич. пути (тарикат) своих учеников и последо­вателей {мюридов).

ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ - ре­лиг. книги, написанные согласно религ. вероучению по внушению самого бога. В каждой религии есть свое П. с, напр, в буддизме -Трипитака, в иудаизме — Тора, в христианстве - Библия, в исла­ме - Коран и т. д. Все они созда­вались в разных историч. условиях, мн. известными и неизвест­ными авторами. В них нашли так­же отражение религ. представле­ния и нормы первобытн. народов. П. с. являются памятниками др. культуры.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—1868) - рус. революц. де­мократ, публицист и лит. критик, последователь Н. Г. Чернышевско­го, убежденный материалист и ате­ист. Хотя П. и не преодолел идеа­лизма в понимании об-ва, в объ яснении причин возникновения религии он вплотную подошел к их материалист, трактовке. В ста­тье „Идеализм Платона (1861) он пишет, что „романтизм (так П. по цензурным соображениям называет христианство) создается воображением на почве бедствий и страданий. Важную роль в про­явлении „необузданного идеализ­ма играла, по мнению П., фанта­зия. П. близко подошел к понима­нию религии как опиума народа, видел ее связь с царствующим злом. Большое место в творчест­ве П. занимала пропаганда дости­жений естествознания, в особенно­сти теории Ч. Дарвина, материализ­ма и атеизма.

„ПИСЬМО К ГОГОЛЮ В. Г. БЕ­ЛИНСКОГО - написано в июле 1847 по поводу издания Гоголем книги „Выбранные места из пере­писки с друзьями , в к-рой содержалась защита самодержавно-крепостнич. строя и проповедь рели­гии. В „Письме с необычайной страстностью обличается соц. строй России, где „люди торгуют людь­ми , нет „никаких гарантий для личности , „а есть только огром­ные корпорации разных служеб­ных воров и грабителей ; дается уничтожающая критика правосл. церкви, к-рая „всегда была опо­рою кнута и угодницей деспотиз­ма ; отвергается миф об „искон­ной религиозности рус. народа.

ПИФАГОРЕИЗМ - религ. и фи­лос. учение и соц.-политич. движе­ние в Др. Греции 6-4 вв. до н. э. Получило название по имени Пи­фагора (перв. пол. 6 в. до н. э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а матсматич. закономерностей - основой струк­туры мира. Математич. занятия приводили пифагорейцев к Магии чисел, приписывающей первым десяти из них („декада и ее эле­менты) божеств, свойства. Так, по Филолаю, декада „все исполня­ет и есть начало божеств., небесной и человеч. жизни . П. учит о пере­селении души. В 4 в. до н. э. П. практически сливается с плато­низмом, но возрождается в 1 в. до н. э. — 3 в. н. э. в виде неопифагореизма. Идеальные числа по­нимаются в нем как первообра­зы вещей, творимых, согласно ему, богом. Усиление магич. мис­тицизма приводит к превраще­нию П. в сугубо мифологич. учение.

ПИФИЯ - жрица-прорицательни­ца храма Аполлона в Дельфах (см. Дельфийский оракул) в Др. Греции. П. вещала волю бога, сидя на золотом треножнике в экстатич. состоянии, в к-рое впада­ла, надышавшись ядовитыми испа­рениями из расселины дельфий­ской скалы.

ПЛАНК Макс (1858-1947) - нем. физик-теоретик, основопо­ложник квантовой теории. Стихий­ный материалист, защищал прин­ципы детерминизма, единства ми­ра, боролся с физич. идеализмом. Ограниченность стихийного мате­риализма, влияние кантианства, семейные традиции обусловили не­последовательность взглядов П. Он не видел законов развития об-ва, историч. характера морали, религию сводил к эмоциям и мо­рали и в таком урезанном виде считал совместимой с наукой, к-рую ограничивал естествознани­ем. Отрицал веру в личного бога, бессмертие души, чудеса, тяготел к материалистич. пантеизму.

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347) - др.-греч. философ-идеалист. Разработал учение об идеях как общих понятиях, суще­ствующих независимо от человеч. ума в потустороннем „умном ме­сте и служащих образцами (пара­дигмами) вещей, являющихся их копиями. Идеализм П. тесно свя­зан с религией как по своей нередко мифологич. форме, так и по содержанию. Высш. идея II., Благо, или Единое, часто отожде­ствляется им с богом. Последний, будучи творцом (демиургом), тво­рит мир, душу, а затем и космос, оформляя бесформенную материю („небытие ). Причастность чело­веч. души миру идей, доказывае­мая наличием общих понятий, служит у П. для обоснования бессмертия души. Выводом отсю­да является учение о добродетели как деятельности, направляемой идеей Блага. В диалоге „Законы П. выступает с резкой критикой античного материализма и атеиз­ма, рассматривает их как угрозу существ, гос-ва и преступление, подлежащее наказанию вплоть до смертной казни (кн. X). Филосо­фия П. оказала огромное влияние на дальнейшее развитие идеалист, и религ. философии.

ПЛАТОНИЗМ - 1) учение Плато­на; 2) направление в антич. фило­софии, связанное с развитием и видоизменением учения Плато­на. История П. связана с деятель­ностью школы, носившей назва­ние Академии. Др. Академия (4— 3 вв. до н. э.) соединяет П. с пи­фагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) - со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2-1 вв. до н. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагоре­изма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. ми­ру идей стал консервативной идео­логией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судь­бой, а его идеализм тесно сопри­касается с религ. мировоззре­нием. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых ве­ков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма; 3) под П. часто имеется в виду включение элемен­тов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом пла­не П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.

ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ - форма религии периода раннеклас. строя и возникновения гос-ва. П. б. к. основывается на ранних религ.-мифологич. представлени­ях: 1) тотемических, черты к-рых сохранили, напр., др.-егип. боги - бог Гор в облике сокола почитал­ся в Эффу, богиня Хатор в облике коровы — в номе Дендерс и т. д.; 2) представлениях об учредителях племен, инициации или же упо­добленных им мифологич. обра­зах культурного героя-демиурга; 3) олицетворениях небесных или атмосферных явлений; 4) культе предка-родоначальника.  П. б. к. становится как бы исходной пози­цией развитого политеизма, с од­ной  стороны,  и монотеизма  - с другой.

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентино­вич (1856-1918) - один из пер­вых рус. марксистов, видный про­пагандист марксист, философии и атеизма, создатель первой рус. марксист, орг-ции - группы „Ос­вобождение труда (1883).В 1903 П. перешел на позиции меньшевиз­ма, а в период первой мир. войны (1914-1918) выступал как „оборонец . К Октябрьской револю­ции он отнесся отрицательно, но не поддерживал контрреволюцию. П. уделял огромное внимание проб­лемам атеизма как в трудах об-щефилос. характера („Очерки по истории материализма , „К вопро­су о развитии монистич. взгляда на историю ), так и в спец. рабо­тах, касающихся религии и церк­ви, в частности в рецензии на кни­гу О. Пфлейдерера „О религии и религиях (1910), в статье ,,О т. н. религ. исканиях в России (1909). Этот критич. труд П. о „богоиска­тельстве и „богостроительстве особенно значителен. Здесь рас­сматривается вопрос о структуре религии, о ее элементах. Глубокий материал по истории атеизма и ре­лигии содержится в крупном про­изведении П. „История рус. об­ществ, мысли (1909-1916). Мно­гие произведения П. посвящены истории свободомыслия на Западе и в России 18-19 вв. В трудах П. содержится марксист, объяснение истории развития обществ, сознания, в т. ч. и религии, дается глу­бокий науч. анализ ее истории, соц.-историч. корней.

ПЛУТОН в др.-греч. мифоло­гии - бог подземного мира и цар­ства мертвых, иначе - Лид.

ПЛЮРАЛИЗМ      РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. pluralis множественный) - поликонфес. характер религиоз­ности соц. групп, подданных одно­го гос-ва. В условиях феодализма существовала относит, однород­ность религиозности данной соц. или этнич. группы. Складывались системы религ. гос-в с соответст­вующей гос. религией, в к-рых идентифицируется подданство гос-ву с соответствующей религ. при­надлежностью. Протест народных масс, сословных и этнич. групп против соц. гнета направлялся и против гос. религии, охранявшей устои существующ. строя. Возни­кали ереси, секты, новые религ. течения. Особенно сильный толчок этому процессу дало развитие ка-питалистич. отношений. При нали­чии гос. религии, религии боль­шинства, преимущества одного культа перед другими появляются „религиозные путы для части подданных гос-ва, дискриминация по религ. признаку. Определенное вероисповедание становится усло­вием политич. привилегий. После бурж. революций в нек-рых стра­нах церковь была отделена от гос-ва. В США в силу специфики ис-торич. развития вообще не сложи­лась система общегос. религии. При капитализме реализуется бурж. свобода совести, представ­ляющая собой терпимость ко все­возможным видам религиозности. В этом случае граждане гос-ва уже не идентифицируются с опреде­ленной религ. принадлежностью, складывается ситуация „религиоз­ного многообразия (К. Маркс). П. р. В социалистич. об-ве каждо­му гражданину гарантировано пра­во исповедовать любую религию или быть атеистом.

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Пет­рович (1827-1907)  - обер-проку­рор Синода в 1880-1905, мрако­бес и реакционер. С именем П. связаны ограничение светского образования за счет внедрения церк.-приходских школ, исполь­зование церкви в борьбе с рево-люц. движением, массовые репрес­сии против сектантов, преследова­ние прогрес. деятелей культуры (в т. ч. Л. Толстого), ужесточение церк. цензуры и т. д.

ПОВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - совокупность действий индивида или группы, реализующих религ. предписания сообразно с религ. нормами. Мн. формы П. р., по­явившись в др. историч. эпохи, передавались из поколения в по­коление и воспроизводятся в наст, вр. Различают культовое и внекультовое П. р. Формы культово­го П. р. могут быть непосредствен­но связанными с религ. сознанием (участие в богослужении, молитва в храме или дома и пр.) или таки­ми, в к-рых религ. мотив не играет решающей роли (посещение цер­кви, соблюдение религ. обрядов, участие в религ. праздниках и т. д.). Внекультовое П. р. - религ. воспи­тание в семье, управление религ. орг-циями и т. д. - обусловлено религ. мотивами. Характер П. р. зависит от к.онфес. принадлежно­сти (различно в христианстве, буд­дизме, исламе, индуизме и т. д.). От П. р. следует отличать поведе­ние религ. индивидов и групп, к-рое не сводится к П. р. и вклю­чает  в  себя нерелиг. действия.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ, погре­бальные обряды — одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается сре­ди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загроб­ный мир), но и в том и др. случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между ми­ром живых и миром мертвых нет, и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотив­шись в кого-либо из новорож­денных членов рода (племени). П. к. существует у всех народов мира и во всех религиях. Он вклю­чает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздуш­ное или водное погребение, рассе­чение, выбрасывание, оставление на съедение животным или пти­цам, эндоканнибализм) или частич. его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жерт­воприношение, поминальную тра­пезу, траур по покойному и свя­занные с ним запреты. Возникно­вение П. к. относят к эпохе верх­него палеолита. Он вошел как сост. часть в поздние религ. систе­мы, в к-рых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, напр., в правосл. погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умерше­го на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отд. стороны П. к.

ПОЗИТИВИЗМ - идеалист, тече­ние в философии, возникшее в 30-х гг. 19 в., исходящее из при­знания „позитивной (положи­тельной, конкретной) науки един­ственно подлинным знанием. Как философия П. выступает с претен­зией на „наиболее общее знание (О. Конт, Г. Спенсер), а в конце 19 - нач. 20 в. объявляет себя „теорией познания точных наук (Э. Мах, эмпириокритицизм). Осн. гносеологич. установка П. — агно­стицизм, базирующийся на субъективно-идеалистич. убеждении, что человеч. познание ограничено „яв­лениями как психич. состояния­ми субъекта. Первоначально на­правленный против теологии и ме­тафизики, к-рые в условиях „про­мышленного об-ва должны усту­пить место науке, П. впоследствии все более выявляет свою антима-териалистич. сущность. В целом скептически относясь к религ. догмам, П. примиренчески отно­сится к религии, формулируя различ. способы ее „совмещения с наукой: от признания „непозна­ваемого как „причины позна­ваемых явлений и до „анализа языка религии , имеющего целью упорядочение и логико-семантич. „оправдание теологии. Мировоззренч. скептицизм совр. П. приво­дит к „уравнению в правах религ. представлений и атеизма как яко­бы одинаково научно непроверяе­мых, в конечном счете эмоц. уста­новок. В. И. Ленин указывал, что объективная соц. роль П. „сводится к прислужничеству фи­деистам в их борьбе против мате­риализма вообще и против исто­рического материализма в част­ности (т. 18, с. 380). В то же время филос. непоследователь­ность П. приводит мн. его пред­ставителей в лагерь свободомыс­лящих (напр., Б. Рассел), что служит причиной критики его ре­лиг. идеологами.

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА - по­нятие, выражающее способность обществен, человека, опирающего­ся на историч. развивающуюся практику, правильно отразить в сознании все многообразие ви­дов материи, их свойств, взаимо­связей, форм и законов движе­ния.

ПОКАЯНИЕ - см. Исповедь.

ПОКРОВ - один из наиболее зна­чимых праздников православия, хотя и не относимый к двунаде­сятым, но именуемый „великим . Отмечается 1(14) октября. В его основу положен миф о том, как в 910 в Константинополе юроди­вому Андрею и его ученику Епи-фанию явилась во Влахернском храме богородица, простерла над молившимися белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от бед и страда­ний. Эта идея покровительства богородицы и составила содержа­ние праздника П. В действитель­ности он был установлен в Визант. империи для отвлечения народи, масс, выражавших недовольство политикой правящих кругов. Сфабрикованное „чудо должно было убедить народ, что сама богородица покровительствует императ. власти. На Руси П. был использован для вытеснения осен­него празднества славян в честь окончания полевых работ. В силу того что богородица считалась покровительницей земледельцев, праздник этот прижился в кре­стьян, быту и пользовался попу­лярностью. В ритуале праздника сохранились мн. обычаи др.-славян. празднества: чествование пожи-нального снопа, праздничн. базары и др. В наши дни религ. смысл П. почти забыт, хотя по традиции этот праздник продолжают еще порой отмечать в сельской мест­ности.

ПОЛИТЕИЗМ (греч. poly - много и theos — бог) — многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию). Возникает при разложении первобытн. общины. В иерархии богов нашли отдален­ное отражение разделение труда, земные отношения господства и подчинения. Классич. примером П. могут служить др.-греч. и др.-римск. религии. Элементы П. присутствуют во всех „монотеистич. религиях (иудаизме, хрис­тианстве, исламе и в др.).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - получившая развитие в католи­цизме (Й. Метц) и протестантиз­ме (Д. Зелле) в 60-70-е гг. 20 в. теологич. концепция, осн. идея к-рой заключается в том, что хри­стианство, не будучи по своему существу политич. явлением, тем не менее не безразлично к поли­тич., мирскому началу, выполняя по отношению к нему критич. функцию. П. т. выступила с кри­тикой интерпретации христианст­ва как доктрины индивид, спасе­ния: „никто не может спастись в одиночку, христианское благо­вестив должно принимать во вни­мание не только индивида, но и об-во . П. т. претендует на то, что она представляет именно общий интерес, а не интересы той или иной группы или класса совр. об-ва. Сторонники П. т. занимают­ся пересмотром, „политич. истол­кованием осн. христ. понятий - истины, греха, любви и т. д. П. т. является реакцией на секуляриза­цию политич. сферы обществ, жиз­ни, на тенденцию к приватизации религии, ее вытеснение в область внутр. жизни личности. П. т. ис­пользуется как „левыми христ. течениями в целях критики капи­тализма, так и сторонниками кле­рикализма в целях обоснования реклерикализации совр. об-ва.

ПОЛКИ ИИСУСА, ПОЛКИ БОГОРОДИЦЫ белогвард. воинские подразделения, созданные при непосредств. участии контрреволюц. духовенства для борьбы против молодой Сов. республики в пе­риод гражд. войны и иностранной интервенции. Инициаторами фор­мировании П. И. и др. в армии Колчака был томский епископ Сильвестр, в армии Деникина - митрополит Платон, священник Востоков и др. Спекулируя на религ. чувствах, духовенство пы­талось создать видимость, будто эти отряды ведут борьбу „за правую веру , против „антихри­ста .

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - возникла в нач. 20-х гг. 20 в., стала автокефальной в 1948. Имеет в своем составе 4 епархии (Варшавская и Вель­ская, Белостокско-Гданьская, Лодзинско-Познаньская, Вроцлавско-Щецинская) и 233 прихода. В ее распоряжении находится 300 храмов, 2 мужских и 1 женский монастырь. Кадры священнослу­жителей и богословов церковь готовит в варшавской духовной семинарии и на факультете правосл. богословия академии христ. теологии. При храмах функциони­рует более 200 катехизич. пунктов по обучению детей религии.

ПОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ - протест, секта, отделившаяся в 70-х гг. 16 в. от польск. кальвинистов; отличалась религ. радикализмом. П. б. отрицали догмат о троице и божественность Христа, т. е. воз­рождали ересь арианства (поэтому их называли польск. арианами). Первоначально плебейское направ­ление в движении П. б. соединяло религ. радикализм с требованиями отмены барщины и крепост. зависимости, всеобщего братства и т. д. Позднее под влиянием Фауста Социна  образовалось умеренное направление социнианство. Социниане постепенно приобрели господств, положение в общинах П. б.

ПОМАЗАННИК - лицо, над к-рым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве П. на­зываются пророки, первосвящен­ники, монархи, к-рые через обряд помазания получают свою власть якобы от самого бога. В Иовом завете П. именуется Иисус.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ съезды автокеф. церкви или се отд. части для решения вопросов вероуче­ния, культа, церк. управления, дисциплины и пр. В Рус. правосл. церкви П. с. наделены правами высш. законодат. церк. органа, к участию в к-ром привлекаются епископат, представители духо­венства и миряне. В синодальный период (1721-1917) П. с. не созы­вались. Последний П. с. Рус. пра­восл. церкви (1971) избрал пат­риархом Пимена, снял проклятие со старообрядцев, принял ряд ре­шений в отношении экумснич. контактов и миротворч. деятель­ности Рус. правосл. церкви.

ПОМИНАНИЕ - 1) небольшая тетрадь, в к-рую вписываются имена умерших и живых для упо­минания священнослужителями во время богослужения; 2) упо­минание (поминовение) во время литургии священником имен, включенных в поминание (тетрадь) , а также в спец. церк. спи­сок. В правосл. церкви произво­дится П. умерших в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину смерти поми­наемого. Кроме того, существуют дни „общего поминовения умер­ших: родительская суббота, суббо­та накануне троицы и т. д. По церк. учению, молитвы за умерших вос­принимаются богом, к-рый может облегчить участь их душ.

ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы - умеренное течение в беспоповщи­не (старообрядчестве), начало к-рому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовы­ми, основавшими на р. Выге (По­морье)  в 1695 общину. В 1706 недалеко от нее на р. Лексе возни­кает женская лексинская община. Соц. базу П. т. составили зажиточ­ные слои населения, что предо­пределило умеренный характер их требований и сближение с офиц. светской и церк. властью. Так, в 1738 поморцы признали допус­тимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование Филип. толка). Важное место в П. т. занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в кон.. 18 в. в Москве возникла общи­на новопоморцев, последователи к-рой выступали в защиту брака. С нач. 20 в. П. т. превратился в наиболее влиятельное направле­ние беспоповщины. В наст. вр. общины поморцев-брачников имеются в Прибалтике и нек-рых районах БССР и РСФСР. В Лит. ССР общины П. т. возглавляются Высш. старообрядч. советом.

ПОМПОНАЦЦИ Пьетро (1462-1525) - итал. мыслитель-гума­нист эпохи Возрождения. Разви­вал традиции аввероистского сво­бодомыслия (см. Ибн-Рушд), про-лагал путь новому естествознанию. Отрицал бессмертие души, загроб­ное воздаяние и спасение как высш. цель человека. П. утвер­ждал идеал земного счастья, осно­вы новой, антиаскетич. этики, ант­ропологии. В трактовке картины мира исходил из материалистич. пантеизма, идеи всеобщей причин­ности в природе, критиковал уче­ние о божеств, провидении, чуде­сах. С позиции теории двойств. истины отстаивал автономию разу­ма. Осн. труд П. - „О бессмертии души .

ПОНОМАРЬ  -  см. Псаломщик.

ПОНТИЙ ПИЛАТ (ум. ок. 37) - римск. прокуратор (наместник) в Иудее (26-36) при императоре Тиберии, утвердивший якобы смертный приговор Иисусу Хри­сту.

ПОНТИФИКАТ (лат. pontificatus) - время пребывания в долж­ности папы римского, один из ти­тулов к-рого с 5 в. - великий пон­тифик.

ПОНТИФИКИ (лат. pontificеs, бук­вально - строители мостов) в Др. Риме - члены жреч. колле­гии, осуществлявшей общий над­зор за религ. обрядами. П. состав­ляли религ. предписания, судеб­ные правила, наблюдали за кален­дарем, ведали хронологич. запися­ми Великими анналами, состав­ляли списки консулов. Позднее титул великого П. присвоили себе императоры, а от них его переняли папы римские.

ПОПОВЩИНА одно из осн. на­правлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и со­гласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а так­же наличие традиционной для пра­вославия церк. иерархии. Поповцы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали ни­конианскую церковь и ее духо­венство только как ересь, а не как „видимость храма , порожденную антихристом. Псрвонач. формой П. являлось беглопоповство (см. Беглопоповцы). Крупные центры ста­рообрядчества: Керженсц, Старо-дубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия П. с правосл. церковью сводились гл. обр. к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В нач. 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядцев, что обусловило лояльность его ру­ководства  к  светской  и церк. власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия - перемазанцев с центром на Рогож­ском кладбище в Москве. В 20-х г. 19   в. в Стародубье оформилось Лужково согласие, признававшее истинным только тайное священ­ство, независимое от гражд. и церк. властей. В 1846 возникла Белокриницкая иерархия. Эту иерар­хию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерар­хии. Она заняла ведущее положе­ние в П. и стала называться Ста­рообрядческой     архиепископией Московской и всея Руси. Беглопоповские толки, не признавшие руководство этой иерархии, об­разовали в 1923 свою иерархию во главе с архиепископом и с ду­ховным центром в г. Новозыб-ковс Брянской области. Как раз­новидность П. в разное время возникли единоверческая церковь (см. Единоверие) и Беловодская иерархия.

„ПОПУЛОРУМ ПРОГРЕССИО - см.  Энциклики пап социальные.

ПОР-РОЯЛЬ, Пор-Руаяль (Port-Royal) - женский монастырь, ос­нованный в Версале в 1204. В 1625 от него отделился монастырь, обосновавшийся в Париже (Port-Royal de Paris); оставшийся в ста­ром здании монастырь стал на­зываться П.-Р. де Шам (Port-Royal de Champs) . Он стал центром прос­вещения и лит-ры, с к-рым были тесно связаны крупные писатели, ученые, философы: Б. Паскаль, Ж. Расин, А. Арно, Р. Декарт. При монастыре были созданы передо­вые для своего времени учебники: „Всеобщая рациональная грамма­тика (П.-Р. грамматика), „Логи­ка или Искусство мыслить (П.-Р. логика). Оба монастыря как цент­ры янсенизма боролись с папством и иезуитами. Людовик XIV стал на сторону иезуитов, и П.-Р. де Шам был в 1712 разрушен. Париж­ский П.-Р. существовал до 1790. П.-Р. неразрывно связан с истори­ей франц. лит-ры и филос. мысли 17-18 вв.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Словарь Атеиста:

КАА – КАШ

„К   ДЕРЕВЕНСКОЙ   БЕДНОТЕ”. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы — работа В. И. Ленина, написанная в 1903. В этой работе наряду с эк...

Авторизация



Движение атеизма:

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...