ПЕЙ - ПОР
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ПЕЙН Томас (1737 - 1809) идеолог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. революций 18 в., представитель бурж. свободомыслия. Обосновывая неотъемлемоеправо народа на ниспровержение тирании, обществ, институтов (франц. абсолютизма, брит. колониальной системы, рабства в Америке), П. резко критиковал церковь и все мир. религии как идейно-политич. формы поддержании тирании, разоблачал библ. мифологию как плод невежества, заблуждения и прямого обмана. Нередко П. поднимается до прямых атеистич. выводов, однако его критика религии не была последовательной. Гл. антирелиг. соч. - „Век разума (1794 ,1795).
ПЕЛАГИАНСТВО течение в христианстве, возникшее на рубеже 4—5 вв. и названное по имени его основателя Пелагия. По своему существу П. направлено против наиболее мрачных сторон учения Августина, против прославления аскетизма. С т. зр. приверженцев П., первородный грех не извратил положительных качеств человека. Крещение лишь приобщает верующего к общине, но не является искупительным. Достижение спасения связывается П. больше с нравств. силами самого человека, со „свободой выбора , чем с божеств, благодатью. Нравств. жизнь, т. обр., задача трудная, но достижимая. П. тяготеет к античной философии, поэтому оно и было встречено в штыки ортодокс, идеологами, объявлено ересью, а его последователи подвергались гонениям.
ПЕЛАГИЙ (от греч. пелагос - морская гладь) - христ. имя англ. монаха Моргана, жившего на рубеже 4-5 вв., основателя пелагианства. В 384 основал школу в Риме. Свое учение о „свободе выбора изложил в „Послании Диметриаде . Был обвинен в ереси, предан анафеме, изгнан. Ум. после 418.
ПЕНАТЫ - духи и божества, хранители семейного и обществ, благополучия в религии др. римлян. Семейные П. охраняли дом, содействовали материальному достатку семьи и продолжению рода. Обществ. П. охраняли устои гос-ва и процветание народа. Главной из них считалась Веста.
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - понятие религ.-идеалистич. философии, выражающее творческую, прежде всего космогоническую функцию божества. Вводится на основе кос-мологич. доказательства бытия бога: причинная обусловленность всех конечных процессов распространяется на мирв целом. В европ. философии понятие П. п. сформулировано Аристотелем, понимавшим под нею безличный „перводвигатель . Под воздействием христ. теизма это понятие видоизменяется за счет более последоват. проведения аналогии между творением мира богом и актом практич. деятельности человека. Бог-творец как „действующая причина творит мир на основе „причины-образца (causa exemplaris), т. е. совокупности идей в божеств, уме, руководствуясь „конечной причиной (целью), и воздействует на мир в качестве провидения. Развитое на базе соединения аристотелизма с платонизмом, учение о П. п. составляет в наст. вр. важный элемент томизма. В рамках деизма 17-18 вв. роль П. п. сводится к творению мира и приданию ему исходного импульса движения, после чего мир развивается по собственным законам. Несостоятельность учения о П. п. очевидна в свете всесторонне обосновываемого совр. наукой и материалистич. философией принципа самодвижения материи.
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - см. Грехопадение.
ПЕРВОТОЛЧОК - понятие, выражающее признание божеств, силы в качестве нач. причины и источника движения материи. Возникло в 17-18 вв. в связи со стремлением объяснить явления природы на основе законов механики, рассматриваемых в качестве всеобщих универсальных. Большую роль в утверждении идеи „П. сыграл И. Ньютон. Франц. материалисты П. Гольбах, Д. Дидро) и др. противопоставили идее „П. тезис о движении как внутр. свойстве материи. Однако он не мог быть убедительно обоснован с механистич. позиций, на к-рых стояли эти мыслители. Идея „П. полностью устраняется диалекти-ко-материалистич. миропониманием, где движение рассматривается как изменение материи, проявляющееся в многообразных формах.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ - см. Переселение души.
ПЕРЕЖИТКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - религ. верования и обряды, соц. корни к-рых в данном об-ве подорваны или преодолены и к-рые сохраняются в нем в силу традиций как наследие прошлых историч.эпох. В социалистич. об-ве, напр., религия представляет собой пережиток прошлого. Ее соц. корни подорваны, система социалистич. отношений не нуждается в ней для своего функционирования и развития. Это не значит, что при социализме нет соц. причин, поддерживающих существование религии. Это значит лишь, что религия выступает как внесистемное образование, т. е. относится к числу пережитков прошлого в сознании и поведении людей.
ПЕРЕКРЕЩЕНЦЫ - см. Анабаптисты.
ПЕРЕМАЗАНЦЫ - см. Беглопо-повцы.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, перевоплощение, метемпсихоз (греч. metempsychosis) - концепция перевоплощения души из одного тела в другое (человека, животного, иногда даже в растение или в предмет неживой природы), характерная для ряда филос. систем древности (орфики, пифагорейцы) и мн. ранних и развитых форм религии. В основе концепции П. д. лежит первобытн. анимизм, наделявший душой нее предметы и явления окружающего мира. Особое развитие идея П. д. получила в филос.-религ. традиции Индии: в брахманизме, индуизме, буддизме, где она тесно переплетается с понятиями дхармы и кармы. В брахманизме и индуизме представление о душе не отличается в принципе от того, как ее трактует большинство религий: она - частица высш. божества - Брахмы и после множества перерождений может слиться с ним, в чем и заключается ее спасение от страданий в сансаре. Несколько иначе подходит к вопросу о душе и ее перевоплощении буддизм. Здесь духовная сущность состоит из множества мельчайших, неделимых частиц — дхарм, к-рые распадаются в момент смерти живого существа и соединяются затем в новый комплекс, снова творящий иллюзию мира страданий. Однако такая трактовка сути дела не меняет: конкр. форма нового комплекса и всего им переживаемого зависит от кармы, суммы всех добродетелей и грехов всех прежних перерождений. В буддизме благоприятным считается только перевоплощение в человеч. облике. Конечный этап цепи перерождений в буддизме - нирвана. Общим во всех учениях о П. д. является положение о том, что судьба данного живого существа зависит только от него самого, от его поступков в прежних перерождениях. Такое учение оправдывает всякое зло, соц. неравенство, эксплуатацию, ибо считает их результатом „неправедного поведения в прошлой (до данного рождения) жизни.
ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834-1882) - рус. художник, один из инициаторов организации Товарищества передвижных художеств, выставок. Значит, место в творчестве П. занимает антиклерик. тема. В картинах “Чаепитие в Мытищах , „Монастырская трапеза , „Сельский крестный ход на пасху он ярко и убедительно обличил ханжество правосл. духовенства, аморализм служителей церкви. Картины П. по требованию церк. иерархов запрещались для экспонирования на выставках, а сам художник подвергался критике духовных и светских властей.
ПЕРСЕФОНА - в др.греч. мифологии - богиня подземного царства, растительности и земного плодородия, дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. П. часть года проводит с матерью на земле, а остальное время - в подземном мире. Ежегодное возвращение П. на землю является вариантом распространенного в древности мифа об умирающем и воскресающем божестве, символизирующем ежегодное умирание и пробуждение растительности. В Риме П. называли Прозерпиной.
ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona личность) - религ.-идеалистич. течение, получившее распространение в кон. 19 — перв. пол. 20 в. в США (Б. Боун, Р. Т. Флюэл-линг, Э. Ш. Брайтмен), во Франции (Э. Мунье, М. Недонсель), в Германии (В. Штерн) и др. странах. П. исследует „личность (не реальную, а некую духовную сущность, первоэлемент бытия), наделенную активностью, обладающую волей, самосознанием, постигаемым в конечном итоге ее причастностью к богу. Для П. в целом характерны фетишизация имистификация творческого начала человека. Религия и наука рассматриваются П. как равно значимые требования человеч. духа: религия присуща разуму в той же степени, что и моральные и эстетич. ценности. Обращая внимание на кризис бурж. цивилизации, персоналисты, однако, выступают не за революц. преобразования капиталистич. об-ва, а за „революцию в сознании человека. Мн. идеи илозунги католич. П., ранее осуждавшиеся Ватиканом, обнаруживаются в соц. энцикликах Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, олицетворение, оживотворение, одухотворение (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - элемент религ. верований, заключающийся в наделении предметов и явлений природы свойствами живых существ, часто даже человеческими; способностью мыслить, чувствовать, говорить, антропоморфным обликом и т. д. П. тесно связана с др. элементами религ. мировосприятия - анимизмом, магией, фетишизмом и вместе с ними входит как в разные формы ранних религий (промысловые, эротические, астральные, аграрные культы, тотемизм, шаманство и др.), так и в развитые религ.-мифологич. системы (др.-греч. и др.-римск. религии, ведич. и доарийские культы Индии и возникшие на их основе брахманизм и индуизм, др.-егип., др.-герман., др.-славян., др.-кит. религии, синтоизм и др.). П. неба, планет, созвездий, метеорологич. явлений, стихий природы дала один из самых многочисл. отрядов богов и божеств (напр., бог солнца Сурья, богиня утренней зари Ушас в Индии, боги-громовержцы Юпитер, Тор, Перун в римск., германо-скандинав. и славян, ре-религ.-мифич. системах). Не менее многочисленны П. матери-земли в целом и духов - хозяев лесов, гор, озер, рек: напр., богини плодородия, покровительницы женщин, семьи, детей и воспроизводства всего живого на земле фригийская Кибела, егип. Исида, римск. Юнона; фавны, сатиры, наяды, дриады антич. религий, водяной, леший, русалки у славян. П. соц. явлении клас. об-ва можно считать богов греко-римск. пантеона: Аполлон - бог-воитель, покровитель воинского искусства, путников, мореходов, пастухов, также поэзии; Гермес - покровитель скотоводов и торговли; Афина - наук и мудрости и т. д. Боги мировых религий в концентрированной форме несут на себе черты П.: в буддизме Амитабха - будда бесконечного света, Манджушри —бодхисатва мудрости; в христианстве бог-отец — П. всех созидающих и карающих сил природы, дева Мария - жертвенности и страдания, Иисус Христос — искупления. П. - распростр. художеств, прием в фольклоре (мифы, легенды, сказки, героич. эпос).
ПЕРУН - гл. бог др.-славян. пантеона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. сохранялся до принятия христианства на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ).
„ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ - небольшая любовно-эротич. поэма, включенная в состав Ветхого завета. Богословы приписывают ее царю Соломону и толкуют как выражение обоюдной любви между богом и его „избранным народом (в иудаизме) или между Христом и церковью (в христианстве). В действительности „П. п. - светское произведение, написанное в 3 в. до н. э. Исследователи Ветхого завета полагают, что „П. п. - это собрание фольклор, интимно-лирич. песен, исполнявшихся на свадьбах. Отвергая религ. ханжество, их автор откровенно воспевает любовь, красоту женского тела. Культ красоты тела, навеянный эллинизмом, имел для автора „П. п. мировоззренч. смысл и был направлен против религ. аскетизма. Нерелиг. характер поэмы проявляется и в том, что в ее 116 стихах ни разу не упоминается имя бога.
ПЕТР - один из 12 апостолов, о к-рых говорится в евангелиях. Согласно христ. легенде, рыбаки Симон, позже прозванный Петром (греч. — „камень ), и его брат Андрей были первыми призваны Иисусом в ряды его учеников. Во время допроса и пыток Иисуса П. трижды от него отрекся, но затем раскаялся. Католич. церковь считает его первым епископом римск. христиан. Никаких исто-рич. достоверных сведений о П. нет. Поскольку иудео-христиане почитали П., а Павел называл его апостолом для иудеев, в науке употребляется термин „петринизм для обозначения того течения в раннем христианстве, к-рое выступало за сохранение нек-рых иуд. обрядов, против разрыва с иудаизмом (см. Иудео-христиане).
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (нач. 12 в. - 1160) - католич. теолог, использовавший методы схоластич. философии для систематизации теологии. Гл. соч. - „Четыре книги сентенций (1150-1152), где осмыслены с августиниан. позиций тексты Библии, соч. отцов церкви, теологов 12 в. Изложение П. Л. дискуссионных теологич. проблем, еретич. мнений (напр., Ария, Абеляра) без их опровержения вызывало первоначально осуждение со стороны церк. руководства, но в 1215 книга П. Л. была одобрена Латеранским собором и до нач. 16 в. считалась осн. уч. пособием, использовалась в борьбе с ересями.
ПЕТРА И ПАВЛА ДЕНЬ - христ. праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . Связан с именами т. н. первоверховных апостолов, к-рым приписывается начало проповеди христ. учения. Жизнеописания П. и П. составлены с таким расчетом, чтобы их подвижничество служило примером для верующих. Введенный первоначально в Риме, епископы к-рого (папы) объявили себя наследниками апостола Петра, праздник быстро распространился за его пределы. Его популярности способствовало то, что он совпадал с определенными вехами с.-х. цикла. На Руси - с началом сенокоса. В Финляндии, Исландии, Карелии за 10 недель до него начинались посевные работы. Кроме того, Петр считался покровителем рыбаков. Все это использовалось церковью, придававшей празднику большое значение. Он предварялся многодневным постом, к-рый создавал особый настрой у верующих. В наст. вр. в значит, мере утратил былую популярность, хотя и продолжает отмечаться, в основном в сельской местности.
ПЕТРАРКА Франческо (1304-1374) - основоположник итал. нац. поэзии, родоначальник гуманизма эпохи Возрождения. Выступал против средневек. авторитетов, схоластики, в т. ч. аверроизма, считал, что философия должна носить практйч. характер. П. положил начало гуманистич. культуре, в основе к-рой лежала возрожденная античность. Не отказываясь от веры в бога, П. отвергал христ. аскетич. мораль, идею презрения к миру и ничтожества человека. В диалоге „Моя Тайна оправдывал радости земной жизни, стремление человека к земной славе. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму, начатый П., способствовал формированию новой светской антропологии и этики.
ПЕТРАШЕВЦЫ - представители прогрес. дворянской и разночинной интеллигенции, объединявшиеся вокруг петербурского кружка М. В. Буташевич-Петрашевского в 40-х гг. 19 в. Ведущие его участники - М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев, Н. А. Мом-белли, И. М. Дебу, Ф. Н. Львов, Д. Д. Ахшарумов, Ф. Г. Толь, Н. С. Кашкин, А. В. Ханыков - были революц. демократами, материалистами, последователями Белинского и Герцена. П. считали, что религия примиряет людей с соц. несправедливостью, подавляет революц. активность. Они обличали Рус. правосл. церковь как защитницу крепостничества и самодержавного деспотизма, критиковали Библию, поддерживали и развивали атеистич. идеи франц. просветителей 18 в., Л. Фейербаха, ратовали за свободу совести, отделение церкви от гос-ва. Считая пропаганду атеизма необходимым, элементом подготовки народа к революции, П. составляли тексты листовок, памфлетов, содержащих критику религии. Лучшие атеистич. статьи П. вошли в их коллективное соч. - во 2-й вып. „Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка (1846).
ПЕТРИНИЗМ - см. Петр.
ПЕТРИЦИ Иоанэ (11-12 вв.) - груз, философ, представитель неоплатонизма. Родоначальник груз, филос. Ренессанса. Миропонимание П. носило пантеистич. характер, за что он подвергался гонениям со стороны визант. и груз, церк. кругов. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие груз. философии.
ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие) - противостоящее ортодокс, протестантизму мистич. течение кон. 17—18 вв., ставившее чувства религ. выше догматов религ. Основатель П. - нем. теолог Шпенер - отвергал церк. обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания бога, к-рое позволяет утвердить высоконравств. принципы жизни и обрести „божеств, благодать . П. активно насаждал веру в чудеса, фанатизм, откровенную мистику. В широком смысле П. - религ.-мистич. настроение, поведение. В связи с этим под П. обычно понимают показное благочестие, религ. ханжество.
ПИМЕН (Извеков Сергей Михайлович, род. в 1910) - патриарх Московский и всея Руси. В 1927 принял монашество. Служил в храмах Москвы, Одессы, Ростова-на-Дону, был наместником Псково-Печорского монастыря и Троице-Сергиевой лавры в Загорске. Епископ с 1957, в 1960-1961 - архиепископ. Избран патриархом в 1971 на поместном соборе Рус. правосл. церкви.
ПИР (перс. - старец) - старец-наставник у суфиев (см. Суфизм), ведущий по мистич. пути (тарикат) своих учеников и последователей {мюридов).
ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ - религ. книги, написанные согласно религ. вероучению по внушению самого бога. В каждой религии есть свое П. с, напр, в буддизме -Трипитака, в иудаизме — Тора, в христианстве - Библия, в исламе - Коран и т. д. Все они создавались в разных историч. условиях, мн. известными и неизвестными авторами. В них нашли также отражение религ. представления и нормы первобытн. народов. П. с. являются памятниками др. культуры.
ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—1868) - рус. революц. демократ, публицист и лит. критик, последователь Н. Г. Чернышевского, убежденный материалист и атеист. Хотя П. и не преодолел идеализма в понимании об-ва, в объ яснении причин возникновения религии он вплотную подошел к их материалист, трактовке. В статье „Идеализм Платона (1861) он пишет, что „романтизм (так П. по цензурным соображениям называет христианство) создается воображением на почве бедствий и страданий. Важную роль в проявлении „необузданного идеализма играла, по мнению П., фантазия. П. близко подошел к пониманию религии как опиума народа, видел ее связь с царствующим злом. Большое место в творчестве П. занимала пропаганда достижений естествознания, в особенности теории Ч. Дарвина, материализма и атеизма.
„ПИСЬМО К ГОГОЛЮ В. Г. БЕЛИНСКОГО - написано в июле 1847 по поводу издания Гоголем книги „Выбранные места из переписки с друзьями , в к-рой содержалась защита самодержавно-крепостнич. строя и проповедь религии. В „Письме с необычайной страстностью обличается соц. строй России, где „люди торгуют людьми , нет „никаких гарантий для личности , „а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей ; дается уничтожающая критика правосл. церкви, к-рая „всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма ; отвергается миф об „исконной религиозности рус. народа.
ПИФАГОРЕИЗМ - религ. и филос. учение и соц.-политич. движение в Др. Греции 6-4 вв. до н. э. Получило название по имени Пифагора (перв. пол. 6 в. до н. э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а матсматич. закономерностей - основой структуры мира. Математич. занятия приводили пифагорейцев к Магии чисел, приписывающей первым десяти из них („декада и ее элементы) божеств, свойства. Так, по Филолаю, декада „все исполняет и есть начало божеств., небесной и человеч. жизни . П. учит о переселении души. В 4 в. до н. э. П. практически сливается с платонизмом, но возрождается в 1 в. до н. э. — 3 в. н. э. в виде неопифагореизма. Идеальные числа понимаются в нем как первообразы вещей, творимых, согласно ему, богом. Усиление магич. мистицизма приводит к превращению П. в сугубо мифологич. учение.
ПИФИЯ - жрица-прорицательница храма Аполлона в Дельфах (см. Дельфийский оракул) в Др. Греции. П. вещала волю бога, сидя на золотом треножнике в экстатич. состоянии, в к-рое впадала, надышавшись ядовитыми испарениями из расселины дельфийской скалы.
ПЛАНК Макс (1858-1947) - нем. физик-теоретик, основоположник квантовой теории. Стихийный материалист, защищал принципы детерминизма, единства мира, боролся с физич. идеализмом. Ограниченность стихийного материализма, влияние кантианства, семейные традиции обусловили непоследовательность взглядов П. Он не видел законов развития об-ва, историч. характера морали, религию сводил к эмоциям и морали и в таком урезанном виде считал совместимой с наукой, к-рую ограничивал естествознанием. Отрицал веру в личного бога, бессмертие души, чудеса, тяготел к материалистич. пантеизму.
ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347) - др.-греч. философ-идеалист. Разработал учение об идеях как общих понятиях, существующих независимо от человеч. ума в потустороннем „умном месте и служащих образцами (парадигмами) вещей, являющихся их копиями. Идеализм П. тесно связан с религией как по своей нередко мифологич. форме, так и по содержанию. Высш. идея II., Благо, или Единое, часто отождествляется им с богом. Последний, будучи творцом (демиургом), творит мир, душу, а затем и космос, оформляя бесформенную материю („небытие ). Причастность человеч. души миру идей, доказываемая наличием общих понятий, служит у П. для обоснования бессмертия души. Выводом отсюда является учение о добродетели как деятельности, направляемой идеей Блага. В диалоге „Законы П. выступает с резкой критикой античного материализма и атеизма, рассматривает их как угрозу существ, гос-ва и преступление, подлежащее наказанию вплоть до смертной казни (кн. X). Философия П. оказала огромное влияние на дальнейшее развитие идеалист, и религ. философии.
ПЛАТОНИЗМ - 1) учение Платона; 2) направление в антич. философии, связанное с развитием и видоизменением учения Платона. История П. связана с деятельностью школы, носившей название Академии. Др. Академия (4— 3 вв. до н. э.) соединяет П. с пифагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) - со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2-1 вв. до н. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагореизма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. миру идей стал консервативной идеологией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судьбой, а его идеализм тесно соприкасается с религ. мировоззрением. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых веков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма; 3) под П. часто имеется в виду включение элементов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом плане П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.
ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ - форма религии периода раннеклас. строя и возникновения гос-ва. П. б. к. основывается на ранних религ.-мифологич. представлениях: 1) тотемических, черты к-рых сохранили, напр., др.-егип. боги - бог Гор в облике сокола почитался в Эффу, богиня Хатор в облике коровы — в номе Дендерс и т. д.; 2) представлениях об учредителях племен, инициации или же уподобленных им мифологич. образах культурного героя-демиурга; 3) олицетворениях небесных или атмосферных явлений; 4) культе предка-родоначальника. П. б. к. становится как бы исходной позицией развитого политеизма, с одной стороны, и монотеизма - с другой.
ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918) - один из первых рус. марксистов, видный пропагандист марксист, философии и атеизма, создатель первой рус. марксист, орг-ции - группы „Освобождение труда (1883).В 1903 П. перешел на позиции меньшевизма, а в период первой мир. войны (1914-1918) выступал как „оборонец . К Октябрьской революции он отнесся отрицательно, но не поддерживал контрреволюцию. П. уделял огромное внимание проблемам атеизма как в трудах об-щефилос. характера („Очерки по истории материализма , „К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю ), так и в спец. работах, касающихся религии и церкви, в частности в рецензии на книгу О. Пфлейдерера „О религии и религиях (1910), в статье ,,О т. н. религ. исканиях в России (1909). Этот критич. труд П. о „богоискательстве и „богостроительстве особенно значителен. Здесь рассматривается вопрос о структуре религии, о ее элементах. Глубокий материал по истории атеизма и религии содержится в крупном произведении П. „История рус. обществ, мысли (1909-1916). Многие произведения П. посвящены истории свободомыслия на Западе и в России 18-19 вв. В трудах П. содержится марксист, объяснение истории развития обществ, сознания, в т. ч. и религии, дается глубокий науч. анализ ее истории, соц.-историч. корней.
ПЛУТОН в др.-греч. мифологии - бог подземного мира и царства мертвых, иначе - Лид.
ПЛЮРАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. pluralis множественный) - поликонфес. характер религиозности соц. групп, подданных одного гос-ва. В условиях феодализма существовала относит, однородность религиозности данной соц. или этнич. группы. Складывались системы религ. гос-в с соответствующей гос. религией, в к-рых идентифицируется подданство гос-ву с соответствующей религ. принадлежностью. Протест народных масс, сословных и этнич. групп против соц. гнета направлялся и против гос. религии, охранявшей устои существующ. строя. Возникали ереси, секты, новые религ. течения. Особенно сильный толчок этому процессу дало развитие ка-питалистич. отношений. При наличии гос. религии, религии большинства, преимущества одного культа перед другими появляются „религиозные путы для части подданных гос-ва, дискриминация по религ. признаку. Определенное вероисповедание становится условием политич. привилегий. После бурж. революций в нек-рых странах церковь была отделена от гос-ва. В США в силу специфики ис-торич. развития вообще не сложилась система общегос. религии. При капитализме реализуется бурж. свобода совести, представляющая собой терпимость ко всевозможным видам религиозности. В этом случае граждане гос-ва уже не идентифицируются с определенной религ. принадлежностью, складывается ситуация „религиозного многообразия (К. Маркс). П. р. В социалистич. об-ве каждому гражданину гарантировано право исповедовать любую религию или быть атеистом.
ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827-1907) - обер-прокурор Синода в 1880-1905, мракобес и реакционер. С именем П. связаны ограничение светского образования за счет внедрения церк.-приходских школ, использование церкви в борьбе с рево-люц. движением, массовые репрессии против сектантов, преследование прогрес. деятелей культуры (в т. ч. Л. Толстого), ужесточение церк. цензуры и т. д.
ПОВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - совокупность действий индивида или группы, реализующих религ. предписания сообразно с религ. нормами. Мн. формы П. р., появившись в др. историч. эпохи, передавались из поколения в поколение и воспроизводятся в наст, вр. Различают культовое и внекультовое П. р. Формы культового П. р. могут быть непосредственно связанными с религ. сознанием (участие в богослужении, молитва в храме или дома и пр.) или такими, в к-рых религ. мотив не играет решающей роли (посещение церкви, соблюдение религ. обрядов, участие в религ. праздниках и т. д.). Внекультовое П. р. - религ. воспитание в семье, управление религ. орг-циями и т. д. - обусловлено религ. мотивами. Характер П. р. зависит от к.онфес. принадлежности (различно в христианстве, буддизме, исламе, индуизме и т. д.). От П. р. следует отличать поведение религ. индивидов и групп, к-рое не сводится к П. р. и включает в себя нерелиг. действия.
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ, погребальные обряды — одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и др. случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между миром живых и миром мертвых нет, и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода (племени). П. к. существует у всех народов мира и во всех религиях. Он включает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздушное или водное погребение, рассечение, выбрасывание, оставление на съедение животным или птицам, эндоканнибализм) или частич. его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение П. к. относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как сост. часть в поздние религ. системы, в к-рых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, напр., в правосл. погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отд. стороны П. к.
ПОЗИТИВИЗМ - идеалист, течение в философии, возникшее в 30-х гг. 19 в., исходящее из признания „позитивной (положительной, конкретной) науки единственно подлинным знанием. Как философия П. выступает с претензией на „наиболее общее знание (О. Конт, Г. Спенсер), а в конце 19 - нач. 20 в. объявляет себя „теорией познания точных наук (Э. Мах, эмпириокритицизм). Осн. гносеологич. установка П. — агностицизм, базирующийся на субъективно-идеалистич. убеждении, что человеч. познание ограничено „явлениями как психич. состояниями субъекта. Первоначально направленный против теологии и метафизики, к-рые в условиях „промышленного об-ва должны уступить место науке, П. впоследствии все более выявляет свою антима-териалистич. сущность. В целом скептически относясь к религ. догмам, П. примиренчески относится к религии, формулируя различ. способы ее „совмещения с наукой: от признания „непознаваемого как „причины познаваемых явлений и до „анализа языка религии , имеющего целью упорядочение и логико-семантич. „оправдание теологии. Мировоззренч. скептицизм совр. П. приводит к „уравнению в правах религ. представлений и атеизма как якобы одинаково научно непроверяемых, в конечном счете эмоц. установок. В. И. Ленин указывал, что объективная соц. роль П. „сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности (т. 18, с. 380). В то же время филос. непоследовательность П. приводит мн. его представителей в лагерь свободомыслящих (напр., Б. Рассел), что служит причиной критики его религ. идеологами.
ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА - понятие, выражающее способность обществен, человека, опирающегося на историч. развивающуюся практику, правильно отразить в сознании все многообразие видов материи, их свойств, взаимосвязей, форм и законов движения.
ПОКАЯНИЕ - см. Исповедь.
ПОКРОВ - один из наиболее значимых праздников православия, хотя и не относимый к двунадесятым, но именуемый „великим . Отмечается 1(14) октября. В его основу положен миф о том, как в 910 в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епи-фанию явилась во Влахернском храме богородица, простерла над молившимися белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от бед и страданий. Эта идея покровительства богородицы и составила содержание праздника П. В действительности он был установлен в Визант. империи для отвлечения народи, масс, выражавших недовольство политикой правящих кругов. Сфабрикованное „чудо должно было убедить народ, что сама богородица покровительствует императ. власти. На Руси П. был использован для вытеснения осеннего празднества славян в честь окончания полевых работ. В силу того что богородица считалась покровительницей земледельцев, праздник этот прижился в крестьян, быту и пользовался популярностью. В ритуале праздника сохранились мн. обычаи др.-славян. празднества: чествование пожи-нального снопа, праздничн. базары и др. В наши дни религ. смысл П. почти забыт, хотя по традиции этот праздник продолжают еще порой отмечать в сельской местности.
ПОЛИТЕИЗМ (греч. poly - много и theos — бог) — многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию). Возникает при разложении первобытн. общины. В иерархии богов нашли отдаленное отражение разделение труда, земные отношения господства и подчинения. Классич. примером П. могут служить др.-греч. и др.-римск. религии. Элементы П. присутствуют во всех „монотеистич. религиях (иудаизме, христианстве, исламе и в др.).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - получившая развитие в католицизме (Й. Метц) и протестантизме (Д. Зелле) в 60-70-е гг. 20 в. теологич. концепция, осн. идея к-рой заключается в том, что христианство, не будучи по своему существу политич. явлением, тем не менее не безразлично к политич., мирскому началу, выполняя по отношению к нему критич. функцию. П. т. выступила с критикой интерпретации христианства как доктрины индивид, спасения: „никто не может спастись в одиночку, христианское благовестив должно принимать во внимание не только индивида, но и об-во . П. т. претендует на то, что она представляет именно общий интерес, а не интересы той или иной группы или класса совр. об-ва. Сторонники П. т. занимаются пересмотром, „политич. истолкованием осн. христ. понятий - истины, греха, любви и т. д. П. т. является реакцией на секуляризацию политич. сферы обществ, жизни, на тенденцию к приватизации религии, ее вытеснение в область внутр. жизни личности. П. т. используется как „левыми христ. течениями в целях критики капитализма, так и сторонниками клерикализма в целях обоснования реклерикализации совр. об-ва.
ПОЛКИ ИИСУСА, ПОЛКИ БОГОРОДИЦЫ белогвард. воинские подразделения, созданные при непосредств. участии контрреволюц. духовенства для борьбы против молодой Сов. республики в период гражд. войны и иностранной интервенции. Инициаторами формировании П. И. и др. в армии Колчака был томский епископ Сильвестр, в армии Деникина - митрополит Платон, священник Востоков и др. Спекулируя на религ. чувствах, духовенство пыталось создать видимость, будто эти отряды ведут борьбу „за правую веру , против „антихриста .
ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - возникла в нач. 20-х гг. 20 в., стала автокефальной в 1948. Имеет в своем составе 4 епархии (Варшавская и Вельская, Белостокско-Гданьская, Лодзинско-Познаньская, Вроцлавско-Щецинская) и 233 прихода. В ее распоряжении находится 300 храмов, 2 мужских и 1 женский монастырь. Кадры священнослужителей и богословов церковь готовит в варшавской духовной семинарии и на факультете правосл. богословия академии христ. теологии. При храмах функционирует более 200 катехизич. пунктов по обучению детей религии.
ПОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ - протест, секта, отделившаяся в 70-х гг. 16 в. от польск. кальвинистов; отличалась религ. радикализмом. П. б. отрицали догмат о троице и божественность Христа, т. е. возрождали ересь арианства (поэтому их называли польск. арианами). Первоначально плебейское направление в движении П. б. соединяло религ. радикализм с требованиями отмены барщины и крепост. зависимости, всеобщего братства и т. д. Позднее под влиянием Фауста Социна образовалось умеренное направление социнианство. Социниане постепенно приобрели господств, положение в общинах П. б.
ПОМАЗАННИК - лицо, над к-рым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве П. называются пророки, первосвященники, монархи, к-рые через обряд помазания получают свою власть якобы от самого бога. В Иовом завете П. именуется Иисус.
ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ съезды автокеф. церкви или се отд. части для решения вопросов вероучения, культа, церк. управления, дисциплины и пр. В Рус. правосл. церкви П. с. наделены правами высш. законодат. церк. органа, к участию в к-ром привлекаются епископат, представители духовенства и миряне. В синодальный период (1721-1917) П. с. не созывались. Последний П. с. Рус. правосл. церкви (1971) избрал патриархом Пимена, снял проклятие со старообрядцев, принял ряд решений в отношении экумснич. контактов и миротворч. деятельности Рус. правосл. церкви.
ПОМИНАНИЕ - 1) небольшая тетрадь, в к-рую вписываются имена умерших и живых для упоминания священнослужителями во время богослужения; 2) упоминание (поминовение) во время литургии священником имен, включенных в поминание (тетрадь) , а также в спец. церк. список. В правосл. церкви производится П. умерших в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину смерти поминаемого. Кроме того, существуют дни „общего поминовения умерших: родительская суббота, суббота накануне троицы и т. д. По церк. учению, молитвы за умерших воспринимаются богом, к-рый может облегчить участь их душ.
ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы - умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве), начало к-рому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми, основавшими на р. Выге (Поморье) в 1695 общину. В 1706 недалеко от нее на р. Лексе возникает женская лексинская община. Соц. базу П. т. составили зажиточные слои населения, что предопределило умеренный характер их требований и сближение с офиц. светской и церк. властью. Так, в 1738 поморцы признали допустимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование Филип. толка). Важное место в П. т. занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в кон.. 18 в. в Москве возникла община новопоморцев, последователи к-рой выступали в защиту брака. С нач. 20 в. П. т. превратился в наиболее влиятельное направление беспоповщины. В наст. вр. общины поморцев-брачников имеются в Прибалтике и нек-рых районах БССР и РСФСР. В Лит. ССР общины П. т. возглавляются Высш. старообрядч. советом.
ПОМПОНАЦЦИ Пьетро (1462-1525) - итал. мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Развивал традиции аввероистского свободомыслия (см. Ибн-Рушд), про-лагал путь новому естествознанию. Отрицал бессмертие души, загробное воздаяние и спасение как высш. цель человека. П. утверждал идеал земного счастья, основы новой, антиаскетич. этики, антропологии. В трактовке картины мира исходил из материалистич. пантеизма, идеи всеобщей причинности в природе, критиковал учение о божеств, провидении, чудесах. С позиции теории двойств. истины отстаивал автономию разума. Осн. труд П. - „О бессмертии души .
ПОНОМАРЬ - см. Псаломщик.
ПОНТИЙ ПИЛАТ (ум. ок. 37) - римск. прокуратор (наместник) в Иудее (26-36) при императоре Тиберии, утвердивший якобы смертный приговор Иисусу Христу.
ПОНТИФИКАТ (лат. pontificatus) - время пребывания в должности папы римского, один из титулов к-рого с 5 в. - великий понтифик.
ПОНТИФИКИ (лат. pontificеs, буквально - строители мостов) в Др. Риме - члены жреч. коллегии, осуществлявшей общий надзор за религ. обрядами. П. составляли религ. предписания, судебные правила, наблюдали за календарем, ведали хронологич. записями Великими анналами, составляли списки консулов. Позднее титул великого П. присвоили себе императоры, а от них его переняли папы римские.
ПОПОВЩИНА одно из осн. направлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также наличие традиционной для православия церк. иерархии. Поповцы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали никонианскую церковь и ее духовенство только как ересь, а не как „видимость храма , порожденную антихристом. Псрвонач. формой П. являлось беглопоповство (см. Беглопоповцы). Крупные центры старообрядчества: Керженсц, Старо-дубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия П. с правосл. церковью сводились гл. обр. к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В нач. 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядцев, что обусловило лояльность его руководства к светской и церк. власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия - перемазанцев с центром на Рогожском кладбище в Москве. В 20-х г. 19 в. в Стародубье оформилось Лужково согласие, признававшее истинным только тайное священство, независимое от гражд. и церк. властей. В 1846 возникла Белокриницкая иерархия. Эту иерархию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерархии. Она заняла ведущее положение в П. и стала называться Старообрядческой архиепископией Московской и всея Руси. Беглопоповские толки, не признавшие руководство этой иерархии, образовали в 1923 свою иерархию во главе с архиепископом и с духовным центром в г. Новозыб-ковс Брянской области. Как разновидность П. в разное время возникли единоверческая церковь (см. Единоверие) и Беловодская иерархия.
„ПОПУЛОРУМ ПРОГРЕССИО - см. Энциклики пап социальные.
ПОР-РОЯЛЬ, Пор-Руаяль (Port-Royal) - женский монастырь, основанный в Версале в 1204. В 1625 от него отделился монастырь, обосновавшийся в Париже (Port-Royal de Paris); оставшийся в старом здании монастырь стал называться П.-Р. де Шам (Port-Royal de Champs) . Он стал центром просвещения и лит-ры, с к-рым были тесно связаны крупные писатели, ученые, философы: Б. Паскаль, Ж. Расин, А. Арно, Р. Декарт. При монастыре были созданы передовые для своего времени учебники: „Всеобщая рациональная грамматика (П.-Р. грамматика), „Логика или Искусство мыслить (П.-Р. логика). Оба монастыря как центры янсенизма боролись с папством и иезуитами. Людовик XIV стал на сторону иезуитов, и П.-Р. де Шам был в 1712 разрушен. Парижский П.-Р. существовал до 1790. П.-Р. неразрывно связан с историей франц. лит-ры и филос. мысли 17-18 вв.
Читайте: |
---|