Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ПОС - ПРА

Понятия и определения - Атеистический словарь

ПОСЕЙДОН - бог морской сти­хии в др.-греч. мифологии. Счи­тался братом Зевса и изображал­ся с трезубцем в руках, с по­мощью к-poro он вызывал мор­ские бури.

ПОСЛУШНИК - в рус. правосл. монастырях - лицо, готовящееся принять монашество и проходя­щее испытат. срок. Исполняет раз­ные послушания, т. е. низш. обя­занности во время церк. службы и в монастыр. хозяйстве.

ПОСТНИКИ - одно из мистич. те­чений христововеров. Возникло в перв. четв. 19 в. на Тамбовщине. Основатель - крепост. крестьянин Аввакум Копылов, к-рый усилил аскетич. запреты христововеров: удлинил посты, запретил употреб­лять в пищу мясо, рыбу, лук, кар­тофель, чеснок. В отличие от пред­ставлений ранних христововеров, согласно к-рым Христос как ду­ховное начало, бог может обитать в каждом члене секты, Копылов ввел учение о персонификации Христа как „св. духа в „особо избранной плоти и сам себя объ­явил „живым Христом . Тем са­мым был создан институт религ. власти, передающейся по наследст­ву. Эти действия Копылова были в известной мерс вызваны потреб­ностью борьбы со скопчеством, оказывавшим сильное влияние на общины П. После смерти Копы­лова в 30-х гг. 19 в. П. распались на несколько течений, наиболее крупное из к-рых - „Старый Израиль . В наст. вр. сохранились небольшие группы П. (напр., в Тамбовской обл.), состоящие из пожилых людей.

ПОСТРИЖЕНИЕ, постриг в пра­вославии и католицизме обряд, к-рым сопровождается посвяще­ние в духовное звание или мона­шество. Берет начало в др. обы­чае остригать рабов, чтобы отли­чать их от свободных людей. В церкви П. имеет целью под­черкнуть отличие лиц, доброволь­но принявших на себя обет слу­жения богу.

ПОСТЫ - религ. залреты или ог­раничения на пищу вообще или нек-рые ее виды. Используются в разных религиях как одно из важных средств церк. регламента­ции жизни верующих, углубления их религиозности. По словам бо­гословов, П. являются „действен­ным средством очищения и обнов­ления человеческой души . Суще­ствуют многодневные и одноднев­ные П. В православии к первым относятся великий П. перед пас­хой, рождественский, или Филип­пов, — перед рождеством, Пет­ров - перед праздником апосто­лов Петра и Павла и успенский - перед успением. Однодневные П. предписываются верующим по сре­дам и пятницам, а также в др. дни года (напр., в крещенский сочельник, в праздник воздвижения креста и. т. д.). Во время П. запрещается совершение таинства брака, участие в к.-л. светских увеселениях. В исламе важное место занимает пост ураза, во вре­мя к-рого запрещается прием пи­щи от восхода до заката солнца. В иудаизме наряду с обществ. П. (в судный день или в дни памятных событий в жизни иуде­ев) существуют индивидуальные - по обету, в день почитания памяти родителей. Пищевые запреты ухо­дят корнями в далекое прошлое, когда вследствие недостатка про­дуктов питания люди вынуждены были идти на самоограничения в еде. Со временем эти запреты получили религ. санкцию. Тре­буя от верующих строгого соблю­дения П., религ. проповедники ставили в пример подвижников, к-рые доводили себя П. до изну­рения. В дни П. в храмах царит особая обстановка, к-рая способ­ствует выработке у верующих „покаянного настроения , жела­ния исповедоваться в грехах, ук­репляет их в убеждении, что чело­век, „предоставленный самому се­бе, не в силах победить низкую природу и грех , он должен возложить надежды на бога и цер­ковь, связать с ними свою жизнь. В наст. вр. духовенство делает нек-рые послабления в требова­ниях соблюдать П., разрешая в отд. случаях лицам, к-рым противопо­казано воздержание от пищи, не столь строго придерживаться ре­лиг. предписаний. Однако при этом они призываются к неукоснитель­ному соблюдению „духовного воз­держания , „очищению от грехов и покаянию. Т. о., П. остаются важным средством идеологич. и эмоц. воздействия на верующих.

ПОТОП - описанное в Библии (Быт. 6-8) легенд, событие, за­ключавшееся в том, что бог Язеве, рассердившись на людей, наслал на них кару - всемирн. наводне­ние, от к-рого погибло все челове-. чество, за исключением заранее предупрежденного богом правед­ника Ноя, его семьи и взятых им в ковчег животных. Библ. повест­вование сбивчиво и противоречиво. Легенда о П. алогична и легко поддается рационалистич. критике: непогрешимый всеведущий бог „раскаялся... что создал человека на земле (6:6), потом зарекся от дальнейших расправ над ним (8:21) ; за грехи человека погиб­ли ни в чем не повинные живот­ные. Сказания о П. имеются в фольклоре мн. народов. Библ. рассказ о П. ближе всего аналогичн. сюжету из ассиро-вавилон. фольклора (сказание о Гильгамеше). В основе этих легенд лежат, видимо, реальные локальные на­воднения, имевшие место в раз­ные времена в различных странах. Библ. сказание явилось, очевидно, мифологич. отражением наводне­ния в Южной Месопотамии, следы к-рого обнаружены археологич. раскопками Л. Вулли в 20-х гг. 20 в.

ПОТРЕБНОСТИ РЕЛИГИОЗ­НЫЕ - потребности в иллюзор­ном восполнении практич. бесси­лия людей. П. р. необходимо рож­даются у масс в докоммунистич. обществ, формациях, в к-рых над людьми господствуют стихийные природные, и соц. силы. В социа-листич. об-ве П. р. еще сохраняют­ся у части населения под влиянием традиций, неполного удовлетворе­ния ряда духовных потребностей людей (познавательных, нравст­венных, эстетических и т. п.), а также узости и ограниченности соц. связей, соц. пассивности нек-рых граждан. Формирование П. р. происходит на основе и в процессе участия индивида в религ. культо­вых действиях. Многократ. повто­рение культовых действий выраба­тывает у верующего потребность в них. Эта потребность является не только потребностью в особых способах иллюзорного воздейст­вия на сверхъестеств. объекты ве­ры (что составляет ядро П. р.), но и мистифицированной формой удовлетворения ряда здоровых че-ловеч. потребностей, напр, потреб­ности в общении, в эмоц. разряд­ке, в познании, в эстетич. пере­живании и т. п. Именно поэтому полное удовлетворение здоровых человеч. потребностей в социалистич. об-ве является важным фак­тором, способствующим вытеснению П. р. Потребности личности тесно связаны с ее интересами. И те и другие определяют обществ, направленность личности, к-рая реализуется в ее поведении. П. р. концентрируют внимание и инте­ресы человека на иллюзорных, мнимых объектах (бог, потусто­ронний мир и т. п.) и тем самым отвлекают его от реальных проб­лем его жизни. П. р. не одинаковы у представителей разных рели­гий и в разные эпохи. Их конкр. идеологич. и эмоц.-психологич. со­держание определяется теми веро­ваниями, представлениями и нор­мами, к-рые специфичны для оп­ределенной конфессии и навязы­ваются рядовым верующим религ. орг-циями и институтами. Напр., ГГ. р. первобытн. человека, участво­вавшего в магич. охотничьем обря­де, существенно отличаются от со­ответствующих потребностей совр. последователя православия. П. р. последнего отличны от П. р. индуиста или буддиста и т. п.

ПОТУСТОРОННОСТЬ - соглас­но религ. представлениям, духов­ный, сверхчувственный, сверхъ­естеств. мир - „сверхмир , проти­вопоставляемый посюсторонно­сти — действит., чувственному, естеств. миру. П. считается обита­лищем бога, духов, местонахожде­нием рая, ада и т. д. Посюсторон­ность мыслится производной от П. Науч. атеизм на основе принципа материального единства мира вскрывает несостоятельность пред­ставления о П., рассматривая ее как превратное отражение господ­ства над людьми природных и об­ществ, сил.

ПРАВЕДНИК - в православии -святой, к-рый прославился своими „подвигами и святостью жизни в обычных условиях, а не в мо­настыре (святые из монашествую­щих называются преподобными).

ПРАВО И РЕЛИГИЯ. Взаимосвязь П. и р. проявляется в характере их развития под влиянием базиса и элементов надстройки, в их непосредств. взаимодействии, в их воздействии на обществ, жизнь. Взаимодействие права - гос. регулятора обществ, отношений - и религии определяется их связью с гос-вом. Характер взаимодейст­вия П. и р. зависит от их влияния на обществ, жизнь в конкр. историч. эпоху. В средние века веду­щее положение в этом взаимо­действии занимает религия, при капитализме — право. В эксплуатат. об-ве право способствует ре­лиг. одурманиванию трудящихся, закрепляя их экономич. беспра­вие; обеспечивает условия для укрепления влияния церкви на массы; подкрепляет предписания религии силой гос. принуждения. Религия освящает санкционируе­мые правом соц. институты и само право. П. и р. согласованно регу­лируют обществ, отношения в ин­тересах эксплуатат. классов. Социалистич. право, к-рое, в отличие от всех предшествовавших право­вых систем, выражает и охраняет интересы трудящихся, не нуждает­ся в поддержке религии. При по­мощи права ликвидируются ста­рые отношения между церковью и гос-вом и устанавливаются каче­ственно иные отношения. Право при социализме гарантирует осу­ществление действит. свободы со­вести.

ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ - форма наиболее согласованного взаимо­действия религии и права, специ-фич. синтез религ. и юридич. норм и представлений. Характерно в ос­новном для рабов лад. и феод, об-в. К П. р: относятся ветхоза­ветное, талмудическое, древнеин­дийское, мусульманское, канони­ческое и право церковное. Ветхий завет включает уголовно-, гражданско - и процессуально-правовые нормы, чья юридич. природа опре­деляется признаками, специфиче­скими для права: их исполнение обеспечивалось гос. принуждени­ем - нарушители подвергались по решению суда уголовным наказаниям, несли материальную ответственность. Их включение в Ветхий завет объясняется тем, что в условиях евр. теократии право могло развиваться только в религ. оболочке (как и мусульм. право, возникшее в теократич.   араб,  империи).  Религ. характер ветхозаветного права, как и др. систем П. р., проявля­ется в тесном переплетении юри-дич. норм с религиозными, в том, что противоправное поведение расценивается и как греховное; юридич. нормам приписывается религ. происхождение, а их ис­полнение обеспечивается не толь­ко правовыми, но и специфиче­ски религ. санкциями. П. р. оста­ется действующим правом, пока исполнение его норм обеспечива­ется гос. принуждением (напр., талмудич. право в Израиле, му-сульм. - в Сауд. Аравии и др.), без чего оно приобретает чисто религ. характер.

ПРАВО ЦЕРКОВНОЕ: совокуп ность религ. и юридич. норм, регу­лирующих структуру и деятель­ность церкви. Удельный вес юри­дич. норм в П. ц. тем выше, чем больше гос-во вмешивается во внутрицерк. дела. В „Своде зако­нов Российской империи они за­нимали одно из центр, мест. Одна­ко в любой системе П. ц. его важ­нейшую часть составляют религ. нормы и представления. Идеологи церкви относят к юридическим, по существу, все действующие в об-ве нормы, в т. ч. религиозные. В основе такой трактовки права лежит средневек. теория церк. властвования, согласно к-рой бог учредил в церкви правовую власть и передал ее апостолам, от к-рых она перешла к епископам. Осн. источник П. ц., по мнению богосло­вов, правообразующая воля цер­кви, к-рая есть воля бога. Церк. законы — лишь истолкование бо­жеств, законов. Учение о право­творчестве церкви имело в сред­ние века глубокий политич. смысл: если нормы, издаваемые церковью и гос-вом, имеют юридич. харак­тер, то гос-во не должно издавать законы, ущемляющие права церк­ви. Церк. „законы , выражающие божеств, волю, выше государст­венных. Поэтому они обязательны для гос-ва, в то время как церковь может и не исполнять нормы свет­ского права. В действительности нормы, возникающие в любой ре­лиг. орг-ции, не санкционирован­ные гос-вом и не подкрепляемые гос. принуждением, ни в коей мере не являются юридическими и полностью относятся к сфере религии,а не права.

ПРАВОСЛАВИЕ     одно из 3 осн. направлений н  христианстве   (на­ряду с католицизмом и протестан­тизмом), сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск. империи  (395)   и оформившееся после разделения церквей (1054). Получило распространение ГЛ. обр. в Вост. Квропе и на Ближн. Восто­ке. Будучи первоначальна гос. ре­лигией Ви jam. империи, испытало влияние особенностей се историч. развития, что отразилось и в веро­учении и в организации правосл. церквей. Основу  вероучения  П., сформулированного в символе ве­ры, принятом на Микенском (325) и    Константинопольском    (381) вселен. соборах, составляют св. пи­сание   (Библия)  и св. предание. Оно исходит из признания триеди­ного бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, по­смертного воздаяния, искупитель­ной  миссии  Иисуса Христа, от­крывшего возможность для спасе­ния человечества, на к-ром лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между богом  и  людьми.  Центр, место в культе П. занимают 7 христ. та­инств. Большое значение придает­ся праздникам и постам. В П. от­вергается ряд принятых в католи­цизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище, о не­порочном   зачатии  девы   Марии Анной),   несколько по-иному со­вершаются нек-рые таинства. В от­личие от католицизма в П. не су­ществует единого духовного цент­ра, единого главы церкви. В про­цессе развития П. сложилось 15 автокеф. (самостоят.) церквей: Кон­стантинопольская,   Александрий­ская, Антиохийская, Иерусалим­ская, Русская, Грузинская, Серб­ская,   Румынская,   Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Амери­канская. Они придерживаются раз­личной политич. ориентации в за­висимости от соц. условий, в к-рых осуществляют свою деятельность, по-разному относятся к актуаль­ным проблемам современности. Те из них, к-рыс функционируют в социалистич. странах, положи­тельно оценивают успехи в со­циалистич. и коммунистич. строи­тельстве, активно участвуют в борьбе за мир, соц. npoipccc. В разной степени осуществляется в них процесс модернизации веро­учения и культа, пересмотр традиц. представлений в соответствии с „духом времени . Несмотря на различия в церк. укладе, в оцен­ках актуальных проблем совре­менности, иравосл. церкви поддер­живают взаимные контакты, уча­ствуют в экуменич. движении, во весправосл. совещаниях, к-рыс проводятся с 1961, ведут подго­товку к всеправосл. собору. В наст. вр. П., как и др. религ. направления, переживает кризис. Он находит выражение в отходе от религии верующих, к-рые осоз­нают ее антинауч. характер, пони­мают ее бесплодность и беспер­спективность. Попытки духовенст­ва остановить этот закономерный процесс тщетны.

ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ - религ.-филос. направление, воз­никшее как обоснование правосл. вероучения и культа. Идейн. источ­никами П. ф. явились неоплато­низм, патристика, никейская ор­тодоксия. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин, патриарх Фотий стремились весь комплекс христ. понятий сформу­лировать в соответствии с требова­ниями аристотелевской логики и на этой основе обосновать их ис­тинность и непреходящую цен­ность. Иоанн Дамаскин сформули­ровал исходные установки христ. схоластики, обосновал представле­ние о науке как служанке бого­словия. В его соч. переплетаются рационализм и мистика, привер­женность к никейской традиции с переосмыслением библ. пред­ставлений. В последующие века П. ф. приобретала все более мистич., иррациональный харак­тер. В соч. т. н. исихастов (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) - Григория Паламы, Григория Синаита, Николая Кавасилы единственным средством по­знания божеств, истины признава­лось молитв, созерцание, аскегич. подвиг, мистич. озарение. Только благодаря мистич. опыту становит­ся возможным, по их мнению, по­стичь абсолютно непостижимого бога через проявление его благода­ти. С этих позиций исихасты вели ожесточенную борьбу со сторонни­ками освобождения знания от церк. опеки, активно выступали против оппозиц. движения, обос­новывали незыблемость основ феод, об-ва. Визант. философия оказала значит, влияние на др. правосл. церкви, в т. ч. и на рус­скую. На славян, язык были пере­ведены сочинения „отцов и учите­лей церкви , исихастов, работы по логике, диалектике. Особенно популярными в 14-16 вв. были сочинения „каппадокийцев (см. Патристика) и исихастов. Однако религ.-филос. воззрения в этот период не были однородными. Мистико-созсрцат. направлению, представленному Сергием Радо­нежским, Нилом Сорским, про­тивостояло рационально-схоласти­ческое в лице Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского. Хотя мистич. и схоластич. тенденции не приоб­рели в православии крайних форм выражения, тем не менее в отд. отрезки времени каждое из этих направлений доминировало. В нач. 19 в. возн. т. н. академическая философия. Ее общие принципы были разработаны Ф. А. Голубин-ским, В. Д. Кудрявцевым-Плато­новым, В. Н. Карповым, С. С. Го-гоцким, П. Д. Юркевичем и др. При этом особое внимание уделя­лось исследованиям в области пат­ристики (митрополит Филарет, В. В. Болотов), сотериологии (от греч. soter - спаситель) (П. Я. Светлов, архиепископ Сергий), софиологии (Н. Н. Глубоковский, П. А. Флоренский), правосл. антро­пологии (В. И. Несмелое, М. М. Тареев), экклезиологии (Е. П. Акви­лонов). Нецерк. линия П. ф. раз­рабатывалась представителями „церк. обновления , славянофила­ми, „метафизики всеединства , „нового религ. сознания .

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬ­НЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. auto - сам и kephale - голова) — 15 са­мостоят, самовозглавляемых правосл. церквей, наследовавших ви-зант. релит, традицию. Начало такой самостоятельности, восхо­дящей к временам Визант. импе­рии, было положено взаимной не­зависимостью Константинополь­ского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов, давших начало 4 само­управляемым правосл. церквам соответствующих наименований. 5-е место в диптихе правосл. автокеф. церквей занимает Мос­ковская патриархия, получившая автокефалию в 1589. Далее следу­ют Кипрская, Грузинская, Серб­ская, Румынская и Болгарская церкви, также возглавляемые патриархами. Во главе Элладской (автокефальна с 1850), Албан­ской (с 1922), Польской (с 1948), Чехословацкой (с 1951) и Амери­канской (с 1970) стоят архиепис­копы и митрополиты. П. а. ц. при­суща общность вероучения, к-рое включает в себя догматич. поло­жения, выработанные еще до рас­кола христианства и изложенные в символе веры и др. документах первых 7 вселен, соборов (4— 8 вв.), а также в учении отцов церкви того же времени. Общие у них и осн. нормы церк. жизни (характер и последовательность проведения богослужений, внеш­ний вид священнослужителей и т. п.), а также важнейшие элемен­ты культовой практики (ориента­ция храма и его внутр. убранство, содержание и форма проведения обрядов, пение без муз. сопровож­дения и т. д.). Богослужение в П. а. ц. ведется на нац. языках; ис­пользуются и т. н. мертвые языки (напр., церковнославянский в Рус. правосл. церкви). Что же касается политич. ориентации, соц. доктрин и оценок явлений обществ, жизни, то они различны, т. к. детермини­рованы той соц. средой, в какой данные церкви находятся. П. а. ц. поддерживают взаимные контак­ты, согласуя решение религ. вопросов общеправосл. значения. Все П. а. ц. (за исключением Албан­ской)   являются  членами ВСЦ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ - 3 относительно само­стоят. правосл. церкви, частично зависящие от автокефальных: Си­найская, Финляндская и Японская. Эта зависимость проявляется, в частн., в том, что избрание главы П. а. ц. санкционируется руковод­ством автокефальной, в чьей юрис­дикции она находится. Синайская П. а. ц. состоит из монастыря, рас­положенного на горе Синай, и 14 подворий, находящихся в АРЕ, Греции, Кипре и Ливане. Возглав­ляющий эту церковь архиепископ синайский рукополагается Иеруса­лим. патриархом. Финляндская П. а. ц., получившая этот статус в 1921, находится в юрисдикции Константинопольской патриархии. Имеет 2 епархии, 32 храма, 54 часовни, 3 монастыря и духовную семинарию. Японская правосл. церковь получила автономию в 1970 от Московской патриархии. Располагает 3 епархиями, духов­ной академией и несколькими вос­кресными школами. Все П. а. ц. входят в состав Всемирного сове­та церквей.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ - дни, посвященные торжеств, церк. прославлению самых значит, с т. зр. православия религ. событий или чествованию наиболее чтимых православием религ. персонажей. Цель П. п. - массированным воз­действием на интеллект и психику верующих стимулировать их рели­гиозность, поддерживать на долж­ной высоте тонус церк. жизни. Основу П. п. составляют дохрист. культы и обряды, переосмыслен­ные церковью в христ. духе и до­полненные собственно правосл. элементами. Общее количество П. п. значительно превышает число дней в году, и поэтому практиче­ски на каждый день приходится по нескольку праздничных собы­тий. П. п. по объекту прославле­ния подразделяются на господни, богородичные и в честь святых, по торжественности — на великие, средние и малые, а по времени проведения - на неподвижные, приходящиеся на одни и те же числа месяца, и* подвижные, пере­мещающиеся по календарю в зависимости от дня пасхи. Список великих праздников открывает пасха. К ней примыкают двунаде­сятые праздники. К великим же церковь относит обрезание гос­подне, покров богородицы, рож­дество Иоанна Крестителя, усек­новение главы Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла день. Весьма многочисленны П. п., по­священные святым. Особенно по­читаются правосл. церковью Ни­колай Чудотворец, к-рому посвя­щены 2 праздника (Никола лет­ний и Никола зимний), Илья-про­рок (Ильин день), Георгий Побе­доносец (Егорьев день) и др. Существует праздник „всех свя­тых, на земле Российской про­сиявших . Много праздников посвящено „чудотворным ико­нам. Особо выделяются престоль­ные праздники. Форма проведения всех П. п. практически идентична: она сводится к проведению тор­жеств, богослужения, в ходе к-ро-го прославляется отмечаемое со­бытие или чествуемый персонаж, а через них воздается хвала богу и прочим силам небесным. В наст, вр. мн. верующие отмечают П. п. как элемент преимущественно бы­товой традиции, не осмысливая их религ. содержания.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ (лат. cultus - почитание) - совокуп­ность обрядовых действий, обус­ловленных правосл. вероучением и регламентированных правосл. церковью, к-рые направлены на создание у верующих иллюзии их постоянного общения с богом и др. сверхъестеств. силами. Это средство постоянного вовлечения приверженцев православия в церк. практику, к-рая призвана пробуж­дать религ. мысли и возбуждать религ. чувства прихожан правосл. храмов. П. к. сформировался в Византии, включив в себя мн. компоненты дохрист. обрядности, вплоть до первобытн. магии. Он отличается сложностью, множест­венностью обрядовых действий. Как в прошлом, так и в настоя­щем для мн. прихожан исповеда­ние православия сводится если и не исключительно, то во всяком случае преимущественно к выполнению   культовых   предписаний церкви. Средоточием П. к. являет­ся храм, непременно декорирован­ный многочисл. иконами, изобра­жениями крестов и прочей церк. атрибутикой. В храме регулярно совершается богослужение, к-рое бывает по религ. значимости буд­ничным, воскресным и празднич­ным, а по времени проведения - утренним, полуденным и вечерним. Гл. богослужением является ли­тургия,  или  обедня,  во  время к-рой   совершается   причащение прихожан.   Важным   элементом богослужения считается молитва, нередко исполняемая как песно­пение. Осн. культовые действия, совершаемые в храме, называются таинствами; содержание их опре­делено    правосл.    вероучением. Большая роль отведена в П. к. по­читанию   святых,   включающему в себя поклонение их останкам (мощам). Специфич. чертой П. к. является    поклонение   иконам, к-рым     церковь    приписывает сверхъестеств. свойства — способ­ность творить чудеса. Велико чис­ло культовых предметов, употреб­ляемых в ходе богослужения и при совершении треб: крест, ка­дило, свечи, лампады, дарохрани­тельница, антиминс, дикарийит. п. Весьма  многочисл.   компоненты культовой одежды правосл. духо­венства, сохранившиеся с визант. времен: риза, фелонь, епитрахиль, стихарь, орарь, саккос, омофор и т. д. Бесконечны культовые пред­писания, регламентирующие пове­дение верующих как в храме, так и за его пределами: количество и характер поклонов, содержание и последовательность молитв и пр. Модернизация православия охва­тила П. к.: сокращается продолжительность  богослужений, опу­щены нек-рые молитвы, снижают­ся требования к соблюдению пос­та, повсеместно введено заочное отпевание, широко практикуется общая исповедь и т. д. Модер­низированный   в   духе   времени П. к. продолжает занимать в пра­вославии доминирующее положе­ние;  церковь видит в нем важ­нейшее,    наиболее   действенное средство стимулирования религи­озности.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - действие, деятельность, дело) - субъективно-идеалистич. течение в бурж. философии, рассматри­вающее в качестве критерия ис­тинности тех или иных понятий или суждений их субъективно истолковываемую полезность. Ос­нователь - амер. философ Ч. Пирс (1839-1914). Однако широкую популярность в США П. приобрел благодаря трудам У. Джемса. Для Джемса истинное - это „просто выгодное в образе нашего мышле­ния . С этой т. зр. он доказывал истинность т. н. религ. опыта инди­вида. В. И. Ленин писал, что П. „превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и... преблагополучно выводит из всего этого бога... (т. 18, с. 363). Бог для Джемса есть порождение индивид, созна­ния, результат спонтанно возни­кающих субъективных пережива­ний. Такой подход неприемлем для теологии и церкви, ибо он оз­начает, что религия рассматривает­ся как продукт человеч. сознания, а не как результат божеств, откро­вения. Совр. бурж. философия ре­лигии стремится соединить субъ­ективизм и психологизм Джемса с признанием объективного суще­ствования трансцендент. начала. Продолжателем У. Джемса был Д. Дьюи (1859-1952), к-рый свою концепцию П. называл „ин­струментализмом . Он отвергал традиц. понятие религии, выдви­гая в противовес ему „натуралистич. понимание „религиозного как неотъемлемой стороны „опы­та , в к-рой проявляется зависи­мость людей от сил, находящих­ся вне их контроля. И эта сторона опыта, по Дьюи, будет присутст­вовать в жизни людей всегда, рождая необходимость „благо­честия , к-рое он понимает как необходимый элемент человеч. жизни. П. получил наибольшее распространение в США. В наст, вр. его роль в духовной жизни США  существенно уменьшилась.

ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - знаменательные, с т. зр. религии, дни, отмечаемые верующими в память о тех или иных событиях „св. или церк. истории, религ. персонажах (богах, святых и т. п.) и сопровождаемые особыми богослужениями и обрядами. В ос­нове П. р., как правило, лежат сло­жившиеся в древнейшие времена бытовые празднества, приурочен­ные либо к поворотным точкам годового астрономич. и календар­ного цикла (дни зимнего и летне­го солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия), либо к определенным вехам в хозяйств, деятельности людей (начало и окончание сева, сенокоса, уборки урожая и т. п.). Церковь придала им религ. направленность, связав с религ. вероучением, догматами, мифами. Будучи важным элемен­том религ. культа, они исполь­зуются во всех религиях в качест­ве средства усиления религ. влия­ния на верующих. Их преодоление предполагает не только разъясне­ние происхождения и смысла П. р., но и создание безрелиг. праздни­ков, удовлетворяющих объектив­ную потребность людей в торжеств, оформлении значимых для них со­бытий. В нашей стране создана система новых социалистич. празд­ников, к-рые вытесняют П. р. из быта людей.

ПРАКРИТИ (санскр., букв. - про­изводящая, творящая) - в др.-инд. философии - изначальная мате­рия, тождеств, творческой силе природы; позднее - сама природа в ее противоположности творче­скому духовному началу - пуруше. В индуизме и брахманизме П. выступает как сила, препятствую­щая спасению атмана - вечной ин­дивид, души, к-рая стремится к слиянию с мир. душой - брах­маном.

ПРАМОНОТЕИЗМ - клерик. тео­рия происхождения религии (т. н. Венская школа патера В. Шмидта). Возн. в нач. 20 в. и была направле­на против анимистич. теории. Со­гласно П. мифологич. образы де­миургов, первопредков, культур­ных героев и небожителей, фи­гурирующие в мифах и религиях первобытн. народов, суть осколки первонач. представлений о едином боге-творце. Подтасовывая соответствующий этнография, мате­риал, сторонники П. доказывали, что изначальной формой религии было единобожие. Для обоснова­ния этой теории в „поисках этнографич. фактов миссионерами были предприняты многочисл. экспедиции, особенно на о-ва Оке­ании и в Африку к наименее раз­витым народам (напр., исследова­ния среди пигмеев Центр. Африки патера Шмидта, карликовых пле­мен Малайского п-ва патера Шебесты). Антинаучность построений клерик. школы „примитивного монотеизма очевидна и для бурж. ученых, большинство к-рых отвер­гают П.

ПРАНА (санскр. дыхание) - в инд. религ. и идеалистич. систе­мах термин, обозначающий жизнен. силу, основу жизнедеятельности, сущность человека. В ряде случаев отождествляется с атманом душой. Одновременно П. имеет и значение космическое, близкое к понятию мировая душа, соеди­ниться с к-рой стремится П. инди­вида.

ПРАТЕИЗМ - компромиссная форма теории прамонотеизма. После идейн. краха последней воз­никла как ее ревизия среди после­дователей „Венской школы этно­логии . Из наследия ее основате­ля - патера В. Шмидта была сдела­на попытка спасти идею „перво­бытн. монотеизма , правда в форме веры в верховное сущест­во, бога или богов, представлен­ных в разных вариантах и субстан­циях. Напр., это могла быть твор­ческая активность верховного существа, творящего мир через культурных героев. П. направлен против эволюционизма и атеизма.

ПРАТТ Джеймс Биссет (1875 — 1944) — амер. философ-идеалист, один из основоположников критич. реализма. Мир для него - совокупность „душ или „я , сливающихся в „мир. душе или в космич. „я . Вселенная, по П., проникнута творческими потен­циями. Религию П. рассматривает как непреодолимое стремление человека  постичь  высш.  реальность и определить свое отноше­ние к ней. Вывод из истории, психологии и социологии религии, сделанный П., сводится к идее ее   вечности   и   неустранимое™.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

СПА - СЮН

СПАСЕНИЕ — по религ. представлениям, высш. блаженсгво, к-рое даруется человеку богом при вы­полнении ряда условий и требова­ний, предъявляемых от его имени. В различных религиях выдвигаются разные пути к С. Хр...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Кокетничанье с безбоженькой

News image

Молись за тех, Офелия, кому Не страшно жить и умирать не тяжко. Д.Быков Чуть меньше месяца назад появился второй номер журнала Скепсис (...