ПОС - ПРА
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ПОСЕЙДОН - бог морской стихии в др.-греч. мифологии. Считался братом Зевса и изображался с трезубцем в руках, с помощью к-poro он вызывал морские бури.
ПОСЛУШНИК - в рус. правосл. монастырях - лицо, готовящееся принять монашество и проходящее испытат. срок. Исполняет разные послушания, т. е. низш. обязанности во время церк. службы и в монастыр. хозяйстве.
ПОСТНИКИ - одно из мистич. течений христововеров. Возникло в перв. четв. 19 в. на Тамбовщине. Основатель - крепост. крестьянин Аввакум Копылов, к-рый усилил аскетич. запреты христововеров: удлинил посты, запретил употреблять в пищу мясо, рыбу, лук, картофель, чеснок. В отличие от представлений ранних христововеров, согласно к-рым Христос как духовное начало, бог может обитать в каждом члене секты, Копылов ввел учение о персонификации Христа как „св. духа в „особо избранной плоти и сам себя объявил „живым Христом . Тем самым был создан институт религ. власти, передающейся по наследству. Эти действия Копылова были в известной мерс вызваны потребностью борьбы со скопчеством, оказывавшим сильное влияние на общины П. После смерти Копылова в 30-х гг. 19 в. П. распались на несколько течений, наиболее крупное из к-рых - „Старый Израиль . В наст. вр. сохранились небольшие группы П. (напр., в Тамбовской обл.), состоящие из пожилых людей.
ПОСТРИЖЕНИЕ, постриг в православии и католицизме обряд, к-рым сопровождается посвящение в духовное звание или монашество. Берет начало в др. обычае остригать рабов, чтобы отличать их от свободных людей. В церкви П. имеет целью подчеркнуть отличие лиц, добровольно принявших на себя обет служения богу.
ПОСТЫ - религ. залреты или ограничения на пищу вообще или нек-рые ее виды. Используются в разных религиях как одно из важных средств церк. регламентации жизни верующих, углубления их религиозности. По словам богословов, П. являются „действенным средством очищения и обновления человеческой души . Существуют многодневные и однодневные П. В православии к первым относятся великий П. перед пасхой, рождественский, или Филиппов, — перед рождеством, Петров - перед праздником апостолов Петра и Павла и успенский - перед успением. Однодневные П. предписываются верующим по средам и пятницам, а также в др. дни года (напр., в крещенский сочельник, в праздник воздвижения креста и. т. д.). Во время П. запрещается совершение таинства брака, участие в к.-л. светских увеселениях. В исламе важное место занимает пост ураза, во время к-рого запрещается прием пищи от восхода до заката солнца. В иудаизме наряду с обществ. П. (в судный день или в дни памятных событий в жизни иудеев) существуют индивидуальные - по обету, в день почитания памяти родителей. Пищевые запреты уходят корнями в далекое прошлое, когда вследствие недостатка продуктов питания люди вынуждены были идти на самоограничения в еде. Со временем эти запреты получили религ. санкцию. Требуя от верующих строгого соблюдения П., религ. проповедники ставили в пример подвижников, к-рые доводили себя П. до изнурения. В дни П. в храмах царит особая обстановка, к-рая способствует выработке у верующих „покаянного настроения , желания исповедоваться в грехах, укрепляет их в убеждении, что человек, „предоставленный самому себе, не в силах победить низкую природу и грех , он должен возложить надежды на бога и церковь, связать с ними свою жизнь. В наст. вр. духовенство делает нек-рые послабления в требованиях соблюдать П., разрешая в отд. случаях лицам, к-рым противопоказано воздержание от пищи, не столь строго придерживаться религ. предписаний. Однако при этом они призываются к неукоснительному соблюдению „духовного воздержания , „очищению от грехов и покаянию. Т. о., П. остаются важным средством идеологич. и эмоц. воздействия на верующих.
ПОТОП - описанное в Библии (Быт. 6-8) легенд, событие, заключавшееся в том, что бог Язеве, рассердившись на людей, наслал на них кару - всемирн. наводнение, от к-рого погибло все челове-. чество, за исключением заранее предупрежденного богом праведника Ноя, его семьи и взятых им в ковчег животных. Библ. повествование сбивчиво и противоречиво. Легенда о П. алогична и легко поддается рационалистич. критике: непогрешимый всеведущий бог „раскаялся... что создал человека на земле (6:6), потом зарекся от дальнейших расправ над ним (8:21) ; за грехи человека погибли ни в чем не повинные животные. Сказания о П. имеются в фольклоре мн. народов. Библ. рассказ о П. ближе всего аналогичн. сюжету из ассиро-вавилон. фольклора (сказание о Гильгамеше). В основе этих легенд лежат, видимо, реальные локальные наводнения, имевшие место в разные времена в различных странах. Библ. сказание явилось, очевидно, мифологич. отражением наводнения в Южной Месопотамии, следы к-рого обнаружены археологич. раскопками Л. Вулли в 20-х гг. 20 в.
ПОТРЕБНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - потребности в иллюзорном восполнении практич. бессилия людей. П. р. необходимо рождаются у масс в докоммунистич. обществ, формациях, в к-рых над людьми господствуют стихийные природные, и соц. силы. В социа-листич. об-ве П. р. еще сохраняются у части населения под влиянием традиций, неполного удовлетворения ряда духовных потребностей людей (познавательных, нравственных, эстетических и т. п.), а также узости и ограниченности соц. связей, соц. пассивности нек-рых граждан. Формирование П. р. происходит на основе и в процессе участия индивида в религ. культовых действиях. Многократ. повторение культовых действий вырабатывает у верующего потребность в них. Эта потребность является не только потребностью в особых способах иллюзорного воздействия на сверхъестеств. объекты веры (что составляет ядро П. р.), но и мистифицированной формой удовлетворения ряда здоровых че-ловеч. потребностей, напр, потребности в общении, в эмоц. разрядке, в познании, в эстетич. переживании и т. п. Именно поэтому полное удовлетворение здоровых человеч. потребностей в социалистич. об-ве является важным фактором, способствующим вытеснению П. р. Потребности личности тесно связаны с ее интересами. И те и другие определяют обществ, направленность личности, к-рая реализуется в ее поведении. П. р. концентрируют внимание и интересы человека на иллюзорных, мнимых объектах (бог, потусторонний мир и т. п.) и тем самым отвлекают его от реальных проблем его жизни. П. р. не одинаковы у представителей разных религий и в разные эпохи. Их конкр. идеологич. и эмоц.-психологич. содержание определяется теми верованиями, представлениями и нормами, к-рые специфичны для определенной конфессии и навязываются рядовым верующим религ. орг-циями и институтами. Напр., ГГ. р. первобытн. человека, участвовавшего в магич. охотничьем обряде, существенно отличаются от соответствующих потребностей совр. последователя православия. П. р. последнего отличны от П. р. индуиста или буддиста и т. п.
ПОТУСТОРОННОСТЬ - согласно религ. представлениям, духовный, сверхчувственный, сверхъестеств. мир - „сверхмир , противопоставляемый посюсторонности — действит., чувственному, естеств. миру. П. считается обиталищем бога, духов, местонахождением рая, ада и т. д. Посюсторонность мыслится производной от П. Науч. атеизм на основе принципа материального единства мира вскрывает несостоятельность представления о П., рассматривая ее как превратное отражение господства над людьми природных и обществ, сил.
ПРАВЕДНИК - в православии -святой, к-рый прославился своими „подвигами и святостью жизни в обычных условиях, а не в монастыре (святые из монашествующих называются преподобными).
ПРАВО И РЕЛИГИЯ. Взаимосвязь П. и р. проявляется в характере их развития под влиянием базиса и элементов надстройки, в их непосредств. взаимодействии, в их воздействии на обществ, жизнь. Взаимодействие права - гос. регулятора обществ, отношений - и религии определяется их связью с гос-вом. Характер взаимодействия П. и р. зависит от их влияния на обществ, жизнь в конкр. историч. эпоху. В средние века ведущее положение в этом взаимодействии занимает религия, при капитализме — право. В эксплуатат. об-ве право способствует религ. одурманиванию трудящихся, закрепляя их экономич. бесправие; обеспечивает условия для укрепления влияния церкви на массы; подкрепляет предписания религии силой гос. принуждения. Религия освящает санкционируемые правом соц. институты и само право. П. и р. согласованно регулируют обществ, отношения в интересах эксплуатат. классов. Социалистич. право, к-рое, в отличие от всех предшествовавших правовых систем, выражает и охраняет интересы трудящихся, не нуждается в поддержке религии. При помощи права ликвидируются старые отношения между церковью и гос-вом и устанавливаются качественно иные отношения. Право при социализме гарантирует осуществление действит. свободы совести.
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ - форма наиболее согласованного взаимодействия религии и права, специ-фич. синтез религ. и юридич. норм и представлений. Характерно в основном для рабов лад. и феод, об-в. К П. р: относятся ветхозаветное, талмудическое, древнеиндийское, мусульманское, каноническое и право церковное. Ветхий завет включает уголовно-, гражданско - и процессуально-правовые нормы, чья юридич. природа определяется признаками, специфическими для права: их исполнение обеспечивалось гос. принуждением - нарушители подвергались по решению суда уголовным наказаниям, несли материальную ответственность. Их включение в Ветхий завет объясняется тем, что в условиях евр. теократии право могло развиваться только в религ. оболочке (как и мусульм. право, возникшее в теократич. араб, империи). Религ. характер ветхозаветного права, как и др. систем П. р., проявляется в тесном переплетении юри-дич. норм с религиозными, в том, что противоправное поведение расценивается и как греховное; юридич. нормам приписывается религ. происхождение, а их исполнение обеспечивается не только правовыми, но и специфически религ. санкциями. П. р. остается действующим правом, пока исполнение его норм обеспечивается гос. принуждением (напр., талмудич. право в Израиле, му-сульм. - в Сауд. Аравии и др.), без чего оно приобретает чисто религ. характер.
ПРАВО ЦЕРКОВНОЕ: совокуп ность религ. и юридич. норм, регулирующих структуру и деятельность церкви. Удельный вес юридич. норм в П. ц. тем выше, чем больше гос-во вмешивается во внутрицерк. дела. В „Своде законов Российской империи они занимали одно из центр, мест. Однако в любой системе П. ц. его важнейшую часть составляют религ. нормы и представления. Идеологи церкви относят к юридическим, по существу, все действующие в об-ве нормы, в т. ч. религиозные. В основе такой трактовки права лежит средневек. теория церк. властвования, согласно к-рой бог учредил в церкви правовую власть и передал ее апостолам, от к-рых она перешла к епископам. Осн. источник П. ц., по мнению богословов, правообразующая воля церкви, к-рая есть воля бога. Церк. законы — лишь истолкование божеств, законов. Учение о правотворчестве церкви имело в средние века глубокий политич. смысл: если нормы, издаваемые церковью и гос-вом, имеют юридич. характер, то гос-во не должно издавать законы, ущемляющие права церкви. Церк. „законы , выражающие божеств, волю, выше государственных. Поэтому они обязательны для гос-ва, в то время как церковь может и не исполнять нормы светского права. В действительности нормы, возникающие в любой религ. орг-ции, не санкционированные гос-вом и не подкрепляемые гос. принуждением, ни в коей мере не являются юридическими и полностью относятся к сфере религии,а не права.
ПРАВОСЛАВИЕ одно из 3 осн. направлений н христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск. империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Получило распространение ГЛ. обр. в Вост. Квропе и на Ближн. Востоке. Будучи первоначальна гос. религией Ви jam. империи, испытало влияние особенностей се историч. развития, что отразилось и в вероучении и в организации правосл. церквей. Основу вероучения П., сформулированного в символе веры, принятом на Микенском (325) и Константинопольском (381) вселен. соборах, составляют св. писание (Библия) и св. предание. Оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на к-ром лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между богом и людьми. Центр, место в культе П. занимают 7 христ. таинств. Большое значение придается праздникам и постам. В П. отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии Анной), несколько по-иному совершаются нек-рые таинства. В отличие от католицизма в П. не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития П. сложилось 15 автокеф. (самостоят.) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Они придерживаются различной политич. ориентации в зависимости от соц. условий, в к-рых осуществляют свою деятельность, по-разному относятся к актуальным проблемам современности. Те из них, к-рыс функционируют в социалистич. странах, положительно оценивают успехи в социалистич. и коммунистич. строительстве, активно участвуют в борьбе за мир, соц. npoipccc. В разной степени осуществляется в них процесс модернизации вероучения и культа, пересмотр традиц. представлений в соответствии с „духом времени . Несмотря на различия в церк. укладе, в оценках актуальных проблем современности, иравосл. церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменич. движении, во весправосл. совещаниях, к-рыс проводятся с 1961, ведут подготовку к всеправосл. собору. В наст. вр. П., как и др. религ. направления, переживает кризис. Он находит выражение в отходе от религии верующих, к-рые осознают ее антинауч. характер, понимают ее бесплодность и бесперспективность. Попытки духовенства остановить этот закономерный процесс тщетны.
ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ - религ.-филос. направление, возникшее как обоснование правосл. вероучения и культа. Идейн. источниками П. ф. явились неоплатонизм, патристика, никейская ортодоксия. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин, патриарх Фотий стремились весь комплекс христ. понятий сформулировать в соответствии с требованиями аристотелевской логики и на этой основе обосновать их истинность и непреходящую ценность. Иоанн Дамаскин сформулировал исходные установки христ. схоластики, обосновал представление о науке как служанке богословия. В его соч. переплетаются рационализм и мистика, приверженность к никейской традиции с переосмыслением библ. представлений. В последующие века П. ф. приобретала все более мистич., иррациональный характер. В соч. т. н. исихастов (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) - Григория Паламы, Григория Синаита, Николая Кавасилы единственным средством познания божеств, истины признавалось молитв, созерцание, аскегич. подвиг, мистич. озарение. Только благодаря мистич. опыту становится возможным, по их мнению, постичь абсолютно непостижимого бога через проявление его благодати. С этих позиций исихасты вели ожесточенную борьбу со сторонниками освобождения знания от церк. опеки, активно выступали против оппозиц. движения, обосновывали незыблемость основ феод, об-ва. Визант. философия оказала значит, влияние на др. правосл. церкви, в т. ч. и на русскую. На славян, язык были переведены сочинения „отцов и учителей церкви , исихастов, работы по логике, диалектике. Особенно популярными в 14-16 вв. были сочинения „каппадокийцев (см. Патристика) и исихастов. Однако религ.-филос. воззрения в этот период не были однородными. Мистико-созсрцат. направлению, представленному Сергием Радонежским, Нилом Сорским, противостояло рационально-схоластическое в лице Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского. Хотя мистич. и схоластич. тенденции не приобрели в православии крайних форм выражения, тем не менее в отд. отрезки времени каждое из этих направлений доминировало. В нач. 19 в. возн. т. н. академическая философия. Ее общие принципы были разработаны Ф. А. Голубин-ским, В. Д. Кудрявцевым-Платоновым, В. Н. Карповым, С. С. Го-гоцким, П. Д. Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В. В. Болотов), сотериологии (от греч. soter - спаситель) (П. Я. Светлов, архиепископ Сергий), софиологии (Н. Н. Глубоковский, П. А. Флоренский), правосл. антропологии (В. И. Несмелое, М. М. Тареев), экклезиологии (Е. П. Аквилонов). Нецерк. линия П. ф. разрабатывалась представителями „церк. обновления , славянофилами, „метафизики всеединства , „нового религ. сознания .
ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. auto - сам и kephale - голова) — 15 самостоят, самовозглавляемых правосл. церквей, наследовавших ви-зант. релит, традицию. Начало такой самостоятельности, восходящей к временам Визант. империи, было положено взаимной независимостью Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов, давших начало 4 самоуправляемым правосл. церквам соответствующих наименований. 5-е место в диптихе правосл. автокеф. церквей занимает Московская патриархия, получившая автокефалию в 1589. Далее следуют Кипрская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви, также возглавляемые патриархами. Во главе Элладской (автокефальна с 1850), Албанской (с 1922), Польской (с 1948), Чехословацкой (с 1951) и Американской (с 1970) стоят архиепископы и митрополиты. П. а. ц. присуща общность вероучения, к-рое включает в себя догматич. положения, выработанные еще до раскола христианства и изложенные в символе веры и др. документах первых 7 вселен, соборов (4— 8 вв.), а также в учении отцов церкви того же времени. Общие у них и осн. нормы церк. жизни (характер и последовательность проведения богослужений, внешний вид священнослужителей и т. п.), а также важнейшие элементы культовой практики (ориентация храма и его внутр. убранство, содержание и форма проведения обрядов, пение без муз. сопровождения и т. д.). Богослужение в П. а. ц. ведется на нац. языках; используются и т. н. мертвые языки (напр., церковнославянский в Рус. правосл. церкви). Что же касается политич. ориентации, соц. доктрин и оценок явлений обществ, жизни, то они различны, т. к. детерминированы той соц. средой, в какой данные церкви находятся. П. а. ц. поддерживают взаимные контакты, согласуя решение религ. вопросов общеправосл. значения. Все П. а. ц. (за исключением Албанской) являются членами ВСЦ.
ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ - 3 относительно самостоят. правосл. церкви, частично зависящие от автокефальных: Синайская, Финляндская и Японская. Эта зависимость проявляется, в частн., в том, что избрание главы П. а. ц. санкционируется руководством автокефальной, в чьей юрисдикции она находится. Синайская П. а. ц. состоит из монастыря, расположенного на горе Синай, и 14 подворий, находящихся в АРЕ, Греции, Кипре и Ливане. Возглавляющий эту церковь архиепископ синайский рукополагается Иерусалим. патриархом. Финляндская П. а. ц., получившая этот статус в 1921, находится в юрисдикции Константинопольской патриархии. Имеет 2 епархии, 32 храма, 54 часовни, 3 монастыря и духовную семинарию. Японская правосл. церковь получила автономию в 1970 от Московской патриархии. Располагает 3 епархиями, духовной академией и несколькими воскресными школами. Все П. а. ц. входят в состав Всемирного совета церквей.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ - дни, посвященные торжеств, церк. прославлению самых значит, с т. зр. православия религ. событий или чествованию наиболее чтимых православием религ. персонажей. Цель П. п. - массированным воздействием на интеллект и психику верующих стимулировать их религиозность, поддерживать на должной высоте тонус церк. жизни. Основу П. п. составляют дохрист. культы и обряды, переосмысленные церковью в христ. духе и дополненные собственно правосл. элементами. Общее количество П. п. значительно превышает число дней в году, и поэтому практически на каждый день приходится по нескольку праздничных событий. П. п. по объекту прославления подразделяются на господни, богородичные и в честь святых, по торжественности — на великие, средние и малые, а по времени проведения - на неподвижные, приходящиеся на одни и те же числа месяца, и* подвижные, перемещающиеся по календарю в зависимости от дня пасхи. Список великих праздников открывает пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники. К великим же церковь относит обрезание господне, покров богородицы, рождество Иоанна Крестителя, усекновение главы Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла день. Весьма многочисленны П. п., посвященные святым. Особенно почитаются правосл. церковью Николай Чудотворец, к-рому посвящены 2 праздника (Никола летний и Никола зимний), Илья-пророк (Ильин день), Георгий Победоносец (Егорьев день) и др. Существует праздник „всех святых, на земле Российской просиявших . Много праздников посвящено „чудотворным иконам. Особо выделяются престольные праздники. Форма проведения всех П. п. практически идентична: она сводится к проведению торжеств, богослужения, в ходе к-ро-го прославляется отмечаемое событие или чествуемый персонаж, а через них воздается хвала богу и прочим силам небесным. В наст, вр. мн. верующие отмечают П. п. как элемент преимущественно бытовой традиции, не осмысливая их религ. содержания.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ (лат. cultus - почитание) - совокупность обрядовых действий, обусловленных правосл. вероучением и регламентированных правосл. церковью, к-рые направлены на создание у верующих иллюзии их постоянного общения с богом и др. сверхъестеств. силами. Это средство постоянного вовлечения приверженцев православия в церк. практику, к-рая призвана пробуждать религ. мысли и возбуждать религ. чувства прихожан правосл. храмов. П. к. сформировался в Византии, включив в себя мн. компоненты дохрист. обрядности, вплоть до первобытн. магии. Он отличается сложностью, множественностью обрядовых действий. Как в прошлом, так и в настоящем для мн. прихожан исповедание православия сводится если и не исключительно, то во всяком случае преимущественно к выполнению культовых предписаний церкви. Средоточием П. к. является храм, непременно декорированный многочисл. иконами, изображениями крестов и прочей церк. атрибутикой. В храме регулярно совершается богослужение, к-рое бывает по религ. значимости будничным, воскресным и праздничным, а по времени проведения - утренним, полуденным и вечерним. Гл. богослужением является литургия, или обедня, во время к-рой совершается причащение прихожан. Важным элементом богослужения считается молитва, нередко исполняемая как песнопение. Осн. культовые действия, совершаемые в храме, называются таинствами; содержание их определено правосл. вероучением. Большая роль отведена в П. к. почитанию святых, включающему в себя поклонение их останкам (мощам). Специфич. чертой П. к. является поклонение иконам, к-рым церковь приписывает сверхъестеств. свойства — способность творить чудеса. Велико число культовых предметов, употребляемых в ходе богослужения и при совершении треб: крест, кадило, свечи, лампады, дарохранительница, антиминс, дикарийит. п. Весьма многочисл. компоненты культовой одежды правосл. духовенства, сохранившиеся с визант. времен: риза, фелонь, епитрахиль, стихарь, орарь, саккос, омофор и т. д. Бесконечны культовые предписания, регламентирующие поведение верующих как в храме, так и за его пределами: количество и характер поклонов, содержание и последовательность молитв и пр. Модернизация православия охватила П. к.: сокращается продолжительность богослужений, опущены нек-рые молитвы, снижаются требования к соблюдению поста, повсеместно введено заочное отпевание, широко практикуется общая исповедь и т. д. Модернизированный в духе времени П. к. продолжает занимать в православии доминирующее положение; церковь видит в нем важнейшее, наиболее действенное средство стимулирования религиозности.
ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - действие, деятельность, дело) - субъективно-идеалистич. течение в бурж. философии, рассматривающее в качестве критерия истинности тех или иных понятий или суждений их субъективно истолковываемую полезность. Основатель - амер. философ Ч. Пирс (1839-1914). Однако широкую популярность в США П. приобрел благодаря трудам У. Джемса. Для Джемса истинное - это „просто выгодное в образе нашего мышления . С этой т. зр. он доказывал истинность т. н. религ. опыта индивида. В. И. Ленин писал, что П. „превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и... преблагополучно выводит из всего этого бога... (т. 18, с. 363). Бог для Джемса есть порождение индивид, сознания, результат спонтанно возникающих субъективных переживаний. Такой подход неприемлем для теологии и церкви, ибо он означает, что религия рассматривается как продукт человеч. сознания, а не как результат божеств, откровения. Совр. бурж. философия религии стремится соединить субъективизм и психологизм Джемса с признанием объективного существования трансцендент. начала. Продолжателем У. Джемса был Д. Дьюи (1859-1952), к-рый свою концепцию П. называл „инструментализмом . Он отвергал традиц. понятие религии, выдвигая в противовес ему „натуралистич. понимание „религиозного как неотъемлемой стороны „опыта , в к-рой проявляется зависимость людей от сил, находящихся вне их контроля. И эта сторона опыта, по Дьюи, будет присутствовать в жизни людей всегда, рождая необходимость „благочестия , к-рое он понимает как необходимый элемент человеч. жизни. П. получил наибольшее распространение в США. В наст, вр. его роль в духовной жизни США существенно уменьшилась.
ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - знаменательные, с т. зр. религии, дни, отмечаемые верующими в память о тех или иных событиях „св. или церк. истории, религ. персонажах (богах, святых и т. п.) и сопровождаемые особыми богослужениями и обрядами. В основе П. р., как правило, лежат сложившиеся в древнейшие времена бытовые празднества, приуроченные либо к поворотным точкам годового астрономич. и календарного цикла (дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия), либо к определенным вехам в хозяйств, деятельности людей (начало и окончание сева, сенокоса, уборки урожая и т. п.). Церковь придала им религ. направленность, связав с религ. вероучением, догматами, мифами. Будучи важным элементом религ. культа, они используются во всех религиях в качестве средства усиления религ. влияния на верующих. Их преодоление предполагает не только разъяснение происхождения и смысла П. р., но и создание безрелиг. праздников, удовлетворяющих объективную потребность людей в торжеств, оформлении значимых для них событий. В нашей стране создана система новых социалистич. праздников, к-рые вытесняют П. р. из быта людей.
ПРАКРИТИ (санскр., букв. - производящая, творящая) - в др.-инд. философии - изначальная материя, тождеств, творческой силе природы; позднее - сама природа в ее противоположности творческому духовному началу - пуруше. В индуизме и брахманизме П. выступает как сила, препятствующая спасению атмана - вечной индивид, души, к-рая стремится к слиянию с мир. душой - брахманом.
ПРАМОНОТЕИЗМ - клерик. теория происхождения религии (т. н. Венская школа патера В. Шмидта). Возн. в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П. мифологич. образы демиургов, первопредков, культурных героев и небожителей, фигурирующие в мифах и религиях первобытн. народов, суть осколки первонач. представлений о едином боге-творце. Подтасовывая соответствующий этнография, материал, сторонники П. доказывали, что изначальной формой религии было единобожие. Для обоснования этой теории в „поисках этнографич. фактов миссионерами были предприняты многочисл. экспедиции, особенно на о-ва Океании и в Африку к наименее развитым народам (напр., исследования среди пигмеев Центр. Африки патера Шмидта, карликовых племен Малайского п-ва патера Шебесты). Антинаучность построений клерик. школы „примитивного монотеизма очевидна и для бурж. ученых, большинство к-рых отвергают П.
ПРАНА (санскр. дыхание) - в инд. религ. и идеалистич. системах термин, обозначающий жизнен. силу, основу жизнедеятельности, сущность человека. В ряде случаев отождествляется с атманом душой. Одновременно П. имеет и значение космическое, близкое к понятию мировая душа, соединиться с к-рой стремится П. индивида.
ПРАТЕИЗМ - компромиссная форма теории прамонотеизма. После идейн. краха последней возникла как ее ревизия среди последователей „Венской школы этнологии . Из наследия ее основателя - патера В. Шмидта была сделана попытка спасти идею „первобытн. монотеизма , правда в форме веры в верховное существо, бога или богов, представленных в разных вариантах и субстанциях. Напр., это могла быть творческая активность верховного существа, творящего мир через культурных героев. П. направлен против эволюционизма и атеизма.
ПРАТТ Джеймс Биссет (1875 — 1944) — амер. философ-идеалист, один из основоположников критич. реализма. Мир для него - совокупность „душ или „я , сливающихся в „мир. душе или в космич. „я . Вселенная, по П., проникнута творческими потенциями. Религию П. рассматривает как непреодолимое стремление человека постичь высш. реальность и определить свое отношение к ней. Вывод из истории, психологии и социологии религии, сделанный П., сводится к идее ее вечности и неустранимое™.
Читайте: |
---|