КВА - КОН
Понятия и определения - Атеистический словарь |
„КВАДРАГЕЗИМО АННО - см. Энциклики пап социальные.
КВАКЕРЫ (от англ. quake - трястись, дрожать) - протест, секта, возникшая в Англии в 17 в. Основателем секты был ремесленник Дж. Фокс. Особенность вероучения К. сводится к утверждению, что истина веры проявляется не в том или ином церк. учении, а в некоем акте „озарения св. духом , „внутр. светом , к-рый свидетельствует о вечном присутствии Христа в каждом верующем и указывает путь к нравств. совершенству. Св. писание считается единственным и безусловным источником веры. Признание высш. проявления веры в акте „озарения побудило К. отказаться от внешней обрядности. В помещениях, где они молятся, нет никаких религ. атрибутов - алтарей, образов. К. отрицают необходимость духовенства, считая проповедь свободным выражением „озарения любого члена общины. К. провозглашают равенство всех членов общины. Вера в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека наложила печать на моральные принципы К., к-рые включают требования безусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т. д. В моральных поучениях К. прослеживаются аскетич. мотивы. Проповедь К. носит ярко выраженный пацифист, характер. Широко практикуют благотворительность. Соц. поучения К. нередко совпадают с идеями социал-реформизма и на практике сводятся к утверждениям о возможности мирн. разрешения соц. конфликтов с помощью „вечных истин евангелия . В наст. вр. общины К. имеются в Англии, США, Канаде, странах Вост. Африки и насчитывают ок. 200 тыс. приверженцев.
КВИЕТИЗМ (от лат. quietus - спокойный, безмятежный) - религ. учение и течение, возникшее в католицизме в 17 в. и доводившее христ. требование безропотного подчинения воле бога до фаталистич. безразличия к собственному спасению. К. был осужден руководством католич. церкви. В переноси, значении - пассивность, созерцательность.
КЕЛЬЯ (от лат. cella - комнатка) - отд. комната в жилом помещении монастыря, отведенная для члена монастыр. общины.
КЕНОСИС (греч.) - снисхождение бога к людям. Согласно учению христ. церкви о К., бог может воплощаться в материальную, телесную оболочку и являться среди людей в образе человека. Так, будучи божеством, Иисус Христос „снизошел к людям, чтобы открыть им „истинную веру и указать путь к спасению через страдания в земной жизни.
КЕПЛЕР Иоганн (1571-1630) - нем. астроном. Будучи сторонником гелиоцентризма, К. на основе наблюдений положения планет открыл 3 закона движения планет, что способствовало уточнению коперниковой картины строения Солнечной системы и открытию закона всемирн. тяготения. Объективно открытия К. подрывали библ. взгляды на мир, однако мировоззрение самого К. не было свободно от религ. - идеалистич. наслоений.
КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ - старо-обрядч. поселения, возникшие в 80-е гг. 17 в. по лесистым берегам р. Керженец (левый приток Волги). Там сторонники старой веры скрывались от преследований светских и церк. властей. В основном это были старообрядцы поповского толка (см. Поповщина), а также беспоповцы спасовского и поморского толков. Царское пр-во при активном участии правосл. церкви неоднократно пыталось уничтожить эти поселения, рассматривая их как рассадники раскола.
КИБЕЛА (она же Кивева, Диндимена, Идейская мать) - богиня плодородия в мифологии и верованиях фригийцев, в честь к-рой проводились оргиастические мистерии, сопровождавшиеся оскоплением неофитов. В Др. Греции образ К. слился с матерью Зевса Реей, в Др. Риме культ К. под именем Великой матери богов, покровительницы городов и гос-ва, был введен в 204 до н. э. В ее честь были учреждены Мегалезийские игры.
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - высш. уч. заведение, существовавшее с 1631 по 1817 в Киеве. К.-М. а. была крупнейшим общеобразоват. и культурн. центром Украины, Белоруссии и России, в к-ром работали и воспитывались мн. деятели культуры и просвещения (Феофан Прокопович, Г. С. Сковорода и др.).
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА мужск. монастырь, основанный в 1051 при Ярославе Мудром, в 1598 церковь присвоила ему наименование лавры. В 11 — 12 вв. - один из культурн. центров Др. Руси, средоточие летописания. В наст. вр. К.-П. л. - культурно-историч. заповедник.
КИКИМОРА, мара - фантастич. существо женского пола в славян, мифологии, злой дух-невидимка, иногда считается женой домового. Культ К. связан с культом предков.
КИНИКИ - последователи др.-греч. философа Антисфена - основателя кинической школы (4 в. до н. э.). Наиболее известным представителем К. является Диоген из Синопа. К. критиковали учение Платона об идеях как общих сущностях, признавая только единичное. Считали, что достичь счастья и добродетели можно лишь путем отказа от благ цивилизации, богатства, чувственных удовольствий. К. призывали пренебрегать принятыми в об-ве нормами, отвергали и все религ. культы, объявляя их излишними, чисто человеч. установлениями.
КИОТ - спец. рама или застекленный шкаф для размещения предметов религ.-культового поклонения. К. распространены в различных религиях.
КИПРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из др. правосл. автокеф. церквей, возглавляется архиепископом. При относительно небольшом числе верующих (ок. 420 тыс.) располагает большим количеством мужских и женских монастырей. К. ц. входит в состав Всемирн. совета церквей.
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) - рус. философ-идеалист, один из идеологов славянофильства. Филос. и соц.-политич. взгляды К. носили реакц. - утопич. характер. К. считал, что характер образованности и всей жизни нации и отдельного ее представителя определяются исповедуемой религией. Единственно истинной религией К. признавал православие, поэтому лишь оно, с его т. зр., имеет будущее. Перед др. народами путь прогресса открывается лишь при условии принятия ими православия. К. идеализировал рус. крестьян, общину. Критиковал бурж. стяжательство и индивидуализм.
КИРЕНАИКИ - др.-греч. филос. школа, основанная Аристиппом из Кирены (435-360), учившим о достижении наслаждения (гедоне) через практику и господство над своими желаниями. К. свойственны субъективизм и крайний скептицизм. Представители К. - Федор Атеист, Эвгемер, Карнеад, Гегесий, Анникерид. Гедонизм К. сливается с эпикуреизмом и впоследствии используется гуманистами и франц. атеистами 18 в. в борьбе против морали религ.
КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ум. в 444) - патриарх Александрии с 412, богослов, один из т. н. отцов церкви, деятельность кро-го была сосредоточена на борьбе с ересями новатиан, несториан, евномиан. К. написал большое количество сочинений, в к-рых дается толкование евангелий, посланий апостолов, догмата о троице. По учению К., единство божественного и человеческого в Христе - залог спасения человечества.
КИРКА, кирха - лютеран, храм. К. отличается строгими формами, скромным внутр. убранством.
КИСВА (араб. - одежда, одеяние, покров) - грубая ткань черного цвета, к-рой обтянуты снаружи стены мекканской мечети Каабы. В верхней части К. полосой располагаются вышитые золотом тексты из Корана. Ежегодно по окончании хаджжа К. заменяется, т. к. старая разрезается на кусочки, к-рые продаются паломникам как свящ. реликвии.
КИСМЕТ (турецк.) - в исламе -неизбежность, предопределение, полная предрешенность Аллахом всех событий в мире, судеб людей. Учение о божеств, предопределении, проповедуемый в исламе фатализм, К. Маркс назвал „стержнем мусульманства .
„КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ - статья В. И. Ленина, впервые опубликованная 4(17) июня 1909 в газете „ Социал-демократ . Анализируя позиции различных классов и партий на материале прений по смете синода в III Гос. думе, В. И. Ленин выявил соц. сущность клерикализма, подверг критике усилия буржуазии обновить религию. Революция, отметил В. И. Ленин, рассеяла народнич. и либеральную иллюзию об отсутствии в России почвы для клерикализма. Он существовал в скрытой форме, пока в неприкосновенности было самодержавие. Первые же раны, нанесенные самодержавию революцией 1905, побудили реакц. духовенство к открытой организации в самостоят, политич. силу. В. И. Ленин показал, что клерикализм, прикрывающийся моральными и религ. лозунгами, является орудием политич. власти помещиков и капиталистов, вскрыл соц. природу и роль клерикализма в об-ве с феод, пережитками, охарактеризовав клерик. третьедумское духовенство как крепостников в рясах, а их политику - как защиту феод, привилегий церкви. Выявляя смысл религ.-обновленч. тенденций периода бурж.-демократич. революции 1905-1907, превращения православия из феод.-крепостнич. идеологии в идеологию бурж., В. И. Ленин указал на стремление „куль-турн. капитала организовать религ. воздействие на массы более тонкими, усовершенствованными средствами, вскрыл различие религиозности эксплуатируемых и эксплуататоров, „всю пропасть между лицемерной, рассчитанно-реакционной защитой религии кадетами и примитивной, бессознательной, рутинной религиозностью мужика, в котором условия его жизни порождают - против его воли и помимо его сознания -действительно революционное озлобление против поборов и готовность решительной борьбы с средневековьем (т. 17, с. 437). В. И. Ленин подчеркнул, что только рабочая партия занимает принципиально антиклерикальную позицию, указывает на реакционную социальную роль религии вообще, заявляет, что „религия есть опиум народа (с. 438).
КЛЕРИКАЛ (от позднелат. clericalis - церковный) - 1) представитель церк. или светских кругов, выступающий за усиление роли церкви в политич. и духовной жизни об-ва; 2) представитель церкви, имеющий духовный сан; 3) член клерик. политич. партии, напр. Итал. христ.-демократич. партии, „Комэйто (Япония) и др.
КЛЕРИКАЛИЗМ - обществ.-политич. течение, требующее усиления роли церкви в политич. и духовной жизни об-ва. К. характерен для всех этапов развития клас. антагонистич. об-ва. Являясь одной из форм оправдания и защиты эксплуатат. строя, он взят на вооружение наиболее реакц. политич. силами. Стремясь распространить свое влияние в массах, увести их на религ.-идеалистич. мировоззренч. позиции, отвлечь от революц. и нац.-освободит. борьбы, клерикалы создают различные нац. и международ, орг-ции и объединения. Как отмечается в Программе КПСС, К. приобретает „все возрастающее значение в политическом и идеологическом арсенале империализма... Он не ограничивается использованием церкви и ее разветвленного аппарата. Он располагает теперь своими крупными политическими партиями, стоящими у власти во многих капиталистических странах. Создавая свои профсоюзные, молодежные, женские и др. организации, клерикализм раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся . Находясь на службе у империалистич. буржуазии, последовательно выступая в поддержку ее интересов в различных районах мира и стремясь сохранить раскол в рабочем и нац.-освободит. движениях, К. пытается укрепить свои политич. позиции в различных районах мира. Тесно смыкается с антикоммунизмом. Поэтому борьба с различными формами К. является насущной задачей коммунистич. и рабочих партий.
КЛЕРИКАЛЬНЫЙ АНТИКОММУНИЗМ - одна из разновидностей антикоммунизма, спецификой к-рой являются религ. обоснование борьбы против коммунистич. идеологии, религ. интерпретация соц. доктрин и идеологич. мифов, имеющих целью защитить и оправдать каниталистич. строй, а также антикомм унистич. деятельность религ. центров и орг-ций. Выступая в единстве с самыми черными силами империалистич. реакции, К. а. стремится опорочить идеи коммунизма, показать их несостоятельность, противопоставить им бурж.-клерик. концепции решения насущных жизнен, проблем. Характерная для совр. религий тенденция к размыванию границ между различными конфессиями используется для выработки общей антикоммунистич. платформы с целью объединить все силы церк. реакции. Неотъемлемой частью К. а. является антисоветизм. Оплотом К. а. выступал Ватикан, на протяжении многих лет находившийся в авангарде борьбы с науч. коммунизмом. Реалистич. курс, проводившийся Ватиканом со времени понтификата Иоанна XXIII, свидетельствовал о переоценке ценностей католич. идеологами, об изменении тактики Ватикана, но отнюдь не об изменении его отношения к коммунизму. С антикоммунистич. позиций выступают и др. религ. центры, пытающиеся осуществлять идеология, и политич. экспансию, вести подрывную работу против социалистич.' стран. В их числе Центр по изучению коммунизма и религии (Великобритания), Центр по изучению религии и прав человека в закрытых об-вах (США), Всемирн. ислам, лига (Саудовская Аравия) и др. Значительно активизировались в последнее время различные миссии: „Славянская миссия , “Подпольная евангелизация и др.; белоэмигрантские группировки: карловацкий раскол, Рус. студенч. христ. движение; религ.-националистич. орг-ции: Укр. автокеф. правосл. церковь, Укр. еванг.-баптист, конвенция, Всемирн. сооб-во литовцев-католиков и др. В пропагандистских акциях К. а. участвуют издат. об-ва, ряд светских и религ. радиоцентров. На разных языках ведут регулярные передачи на Сов. Союз радио „Ватикан , „Монте-Карло (Монако), „Голос Анд (Эквадор) , „Голос дружбы (Манила), религ. программы передаются радиостанциями „Голос Америки , „Нем. волна , „Свобода , „Би-би-си и др., стремящимися оказывать постоянное идеология, воздействие на верующих, нейтрализовать влияние на них марксистско-ленинской идеологии. На вооружении К. а. фальсификация науч. коммунизма, теории и практики науч. атеизма, положения религии и церкви в социалистич. странах. Постоянно обновляя свои методы, К. а. ведет поиски новых, все более утонченных форм идеология, и психология, воздействия на людей, пытаясь воздействовать на обществ, мнение в бурж. странах, на верующих в странах социалистич. содружества. Разоблаяение К. а. является актуальной задаяей атеистич. пропаганды.
КЛИКУШЕСТВО - своеобразное психич. заболевание, развивающееся на почве фанатизма религ. и суеверий. К. зафиксировано гл. обр. у женщин. Оно выражалось, с одной стороны, в истерических припадках на религ. почве (в России т. н. „выкликивание во время церк. службы), а с другой - в длительном изменении психики личности, к-рое предшествовало истерическим припадкам и вызывало их.
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Тит Флавий (? - до 215) - один из раннехрист. апологетов, наставник церк. школы „катехуменов -оглашенных, готовящихся принять крещение в Александрии. К. стремился объединить веру и знание, греч. философию с христ. вероучением, считал, что эллинистич. культура не противоречит христианству. Как и Филон, видел в Логосе эманацию бога, сына божьего, премудрость, истину, божеств, мысль. Совр. богословы высоко оценивают апологетику К. за ее стремление показать непротиворечивость „богооткровенной религии и естеств. человеч. культуры , за утверждение принципа сознат. веры.
КЛИР (от греч. klēros - жребий, христ. духовенство первоначально избиралось по жребию) — в христ. церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей, духовенство, в более узком смысле - причт.
КЛИРОС (от греч. klēros - часть) - возвышение перед иконостасом в Рус. правосл. церкви, на к-ром находятся певчие и чтецы.
КЛОБУК (тюрк. - колпак, шапка) — головной убор правосл. монахов цилиндрической формы со спадающей на плечи тканью черного или (у патриархов и митрополитов) белого цвета.
КЛООТС Анахарсис (1755-1794) - радик. бурж. просветитель и политич. деятель франц. бурж. революции кон. 18 в. Называл себя „личным врагом Иисуса Христа . В сочинениях и выступлениях в Конвенте ратовал за замену католич. религии Разума культом, полагая; что народ готов не верить „поповским фокусам и обратиться к „истинной морали . К. был гильотинирован вместе с др. левыми якобинцами (эбертистами).
КЛУБАТЕИСТОВ, КЛУБАТЕИЗМА — добровольное объединение группы людей, к-рое ставит перед собой задачу воспитания своих членов в духе науч.-материалистич. мировоззрения, а также пропаганды науч.-атеистич. знаний среди населения. К. а. организуется при культпросветучреждениях, жэках, в школах, спец. средних уч. заведениях, вузах. На общем собрании членов К. а. утверждается Устав, избирается Совет К. а., к-рый и руководит его работой. К. а. организует народные ун-ты, школы, циклы лекций, кинолектории, вечера вопросов и ответов, устные журналы.
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА - преобразования, проведенные папством по предложению бенедиктинского монастыря Клюй и в 10-11 вв. и состоявшие в создании новых монастырей, подчиненных Клюни (а не епископу), введении более строгих правил для монахов (в т. ч. целибата), запрете симонии, установлении выборов папы коллегией кардиналов (с устранением из них монархов и светских феодалов), в церк. инвеституре. К. р. не была доведена до конца из-за противодействия феодалов и высш. духовенства, но отчасти способствовала укреплению католич. церкви.
КЛЯТВА РЕЛИГИОЗНАЯ - торжеств, обещание, подкрепленное целованием Библии, креста, давать правдивые показания, либо хранить тайну, либо не нарушать взятого на себя обязательства. В ср.-век. Европе К. р. считалась доказательством в обвинит, процессе. По нек-рым гражд. делам допускалась в качестве доказательства и в дореволюц. России. В феод, судопроизводстве К. р. давали его участники, а в бурж. - свидетели и эксперты. Сов. законодательство не допускает К. р. ни в качестве доказательства, ни в качестве подкрепления обязательства свидетелей и экспертов давать правдивые показания.
КНИГА МЁРТВЫХ др.-егип. сборник текстов, относящийся к эпохе Нового царства (15 в. до н. э.), в к-рых запечатлено стремление смертного обрести бессмертие. К. м. насчитывает до 200 глав, содержащих магич. формулы, молитвы, заклинания против препятствий, к-рые умерший может встретить, направляясь на суд Осириса и к полям вечного блаженства. Нек-рые идеи К. м., в часта, представления о „страшном аде , в трансформированном виде вошли в поздние религ. культы, в т. ч. и в христианство.
„КНИГА ОТКРОВЕНИЯ - статья Ф. Энгельса об Апокалипсисе, или Откровении св. Иоанна Богослова. Впервые была напечатана в англ. журнале по вопросам науки, политики и литературы „Progress в августе 1883. Применяя историч. и лингвистич. принципы критики Библии, Энгельс показал, что Апокалипсис „самая простая и ясная книга из всего Нового завета (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 8), что зашифрованные в ней числа скрывают за собой имена Нерона и др. звероподобных земных правителей. Как вычислил Энгельс, Апокалипсис был написан в 68 или в январе 69 г. н. э. и потому в нем можно увидеть, „как выглядело христианство в 68 г. . Энгельс отметил, что оно возникло в Палестине стихийно, в результате слияния мн. сект, в т. ч. и гл. образом иудейских. В Апокалипсисе, подчеркивает Энгельс, „нет ничего, кроме старой иудейской и языческой идеи о том, что бога или богов следует умилостивлять жертвами . Эта идея, переработанная идеологами раннего христианства, „состояла в том, что смерть Христа есть великое жертвоприношение, которое, будучи однажды принесено, имеет силу кавеки (там же, с. 9). Энгельс справедливо утверждает, что апокалипсич. видения, описанные в Откровении Иоанна Богослова, „в большинстве случаев дословно взяты у классич. пророков Ветхого завета (там же, с. 10). Для науч. критики Библии наиважнейш. значение имеет примененный Энгельсом метод анализа Апокалипсиса и его вывод, что для понимания первонач. христианства картины, нарисованные в Откровении одним из христиан, имеют „большую ценность, чем все остальные книги Нового завета, вместе взятые (там же, с. 13). Статья Энгельса сыграла большую ролы в науч. освещении генезиса раннего христианства.
КОАДЬЮТОР - в католич. церкви духовное лицо, назначаемое папой для помощи епископу в случае, если последний не в состоянии выполнять свои обязанности по старости или слабости здоровья. К. обладает всей полнотой власти епископа.
КОВАЛЕВ Сергей Иванович (1886 - 1960) - сов. историк Др. Греции и Рима, с 1956 - директор Музея истории религии и атеизма, К. написал большое число науч. и науч.-популярных работ по истории раннего христианства. Христианство в его работах представлено не как продукт творчества религ. проповедников, а как широкое движение, порожденное определенными историч., экономич. и соц. причинами. Труды К. по истории раннего христианства были опубликованы посмертно в книге „Основные вопросы происхождения христианства (1964).
КОВЧЕГ - 1) по библ. мифу, судно, на к-ром Ной с семьей и отобранными для сохранения животными спасался от всемирн. потопа; 2) в правосл. церкви - ларец для хранения предметов, признаваемых священными, дарохранительница.
КОВЧЕГ ЗАВЕТА - гл. святыня иудаизма, находившаяся в Иерусалим, храме. Представляла собой деревянный обитый золотом ящик, в к-ром якобы находились каменные доски-скрижали с заповедями, сосуд с манной, некогда, по библ. сказанию, кормившей евреев в пустыне, там же хранился легендарный жезл Аарона. К. з. закрывался золотой крышкой (каппоретом), по сторонам к-рой находились изображения херувимов. Каппорет считался троном, на к-ром восседает бог Яхве. При разрушении Иерусалима вместе с храмом был уничтожен и К. з.
КОГЕНЫ - иуд. жрецы-священники, обслуживавшие вместе с левитами храм Яхве в Иеруса: лиме.
„КОДЗИКИ („Запись о деяниях древности , 712) - памятник яп. нац. культуры, свод космоло-гич. и историч. мифов, сказаний и хроник. Гл. составителем „К. считается Оно Ясумаро, к-рый создал его по приказу главы правящего рода Тэмму-тэино. В „К. отразилось стремление Тэмму использовать обработанные в духе того времени мифы, предания и хроники для утверждения идеологии единого гос-ва.
КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (1728-1793) - рус. просветитель, философ-материалист. Выступал против схоластики и идеализма. Филос. взгляды К. на природу, не будучи свободными от элементов деизма, в целом были материалистическими. К. считал, что натура (природа) предшествует учению о ней, т. е. сознанию. К. отвергал религ.-идеалистич. концепцию о предустановленной гармонии и хрисг. заповедь непротивления. Осн. работы: „Философические предложения (1768), „Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании (1788).
КОКС Гарвей (р. 1931) - амер. протест. теолог. В книге „Секулярный город (1965) К. ставит вопрос о необходимости секулярным образом мыслить о боге -не религиозно, а в связи с революц. развитием сегодняшнего мира, т. к. слово „бог в его традиц. понимании становится для большинства пустым звуком. История проходит 3 стадии - мифологическую (примитивное об-во), онтологическую (гос-во) и функциональную, к-рая начинается сейчас, в процессе перехода к новой соц.-экономич. организации, „технополису . Функциональное мышление спрашивает не о том, кто есть бог, а как он действует в реальном мире. В позднейших работах К. излагает „теологию игры , приспосабливая христианство к опыту молодежного движения контркультуры.
КОЛДОВСТВО - см. Ведовство, Магия, Чародейство, Колдун.
КОЛДУН, ворожей, чаровник, стрига, наузник - лицо, занимающееся колдовством, чародейством. К.-профессионалы появились в раннеродовом об-ве. Им приписывалась сверхъестеств. способность с помощью заклинаний, призываний и др. магич. приемов воздействовать на силы природы, оказывать влияние на волю людей, на урожай, вызывать падеж скота, стихийные бедствия.
КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ - поза соц. унижения или самоуничижения; в религии (буддизме, исламе, ряде направлений христианства) - обряд, сопровождающий произнесение молитвы личной и особенно коллективной во время богослужений.
КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ совокупность кардиналов католич. церкви. На протяжении веков число кардиналов не превышало 70, традиционно большинство из них были итальянцы. После второй мир. войны папы римск. стали из политич. соображений пополнять К. к. за счет епископов из стран Лат. Америки, Азии и Африки. В наст. вр. кардиналов св. 140, причем итальянцы находятся теперь в меньшинстве. Однако в К. к. по-прежнему преобладают европейцы и представители США.
КОЛЛИНЗ Антони (1676-1729) - англ. философ-материалист и деист. Отстаивал принципы материализма и детерминизма в понимании сознания, психич. жизни и деятельности, отвергал представления о бессмертии души, свободе воли. 8 сочинении „Рассуждение о свободомыслии (1713) с просветительских и деистских позиций критиковал христианскую религию и церковь. В „Рассуждении об основах и причинах христианской религии (1724) подверг критич. анализу ветхозаветные пророчества и евангельские чудеса. Сочинения Коллинза публиковались анонимно, вызывали ожесточ. нападки клерикалов и теологов.
КОЛОКОЛ ЦЕРКОВНЫЙ - металлич., ударный, сигнальный инструмент, служащий для созывания верующих на богослужение. Имеет форму полой, срезанной снизу груши, внутри к-рой подвешен „язык (ударник). К. ц. размещаются в открытом ярусе спец. башни - колокольни, стоящей рядом с храмом или пристроенной к нему. Первые К. ц. в христ. церкви появляются в 8 в. в Риме. В кон. 9 в. они начинают применяться в Константинополе. На Руси привозные К. ц. получают распространение в 11 в., сначала в Новгороде, затем в Киеве, во Владимире, в Полоцке. Первые собственного литья К. ц. на Руси стали изготовлять во вт. пол. 13 в. в Киеве. Прежде чем К. ц. помещали на колокольню, его освящал священник. Часто при этом К. ц. давалось собств. имя.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - в христианстве - ритуальное оповещение верующих о церк. службе. В православии К. з. сопровождает отд. моменты в богослужении и является неотъемлемой частью церк. обрядов. К. з. верующими приписывается также магич. способность отгонять „нечистую силу , болезни, „сокрушать молнии , т. с. прекращать стихийные бедствия. Использование звона колоколов и колокольчиков в ритуальных, магич. целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для мн. первобытн. культов.
КОЛОКОЛЬНЯ - высокое башнеобразное сооружение для подвески церк. колоколов. Строится либо отдельно от церкви вблизи нее, либо как часть храма. Первые в христ. церкви колокольни были построены в Риме при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра. С 11 в. К. стали строиться в Европе повсеместно. На Руси К. существуют с 14 в.
КОЛЯДА - дохрист. цикл праздников у славян в период зимнего солнцеворота. По древн. воззрениям, это начало новой жизни, обновления природы. К. сопровождается колядками. После безуспешных попыток искоренить К. христ. церковь включила ее в свой рождественский и крещенский циклы с24 дек. по 19 янв. (святки). Играм и обрядам К. церковь противопоставила „славление Христа , хождение со звездой и пр. христ. атрибутикой. В результате возникла синкретическая обрядность. В наши дни игры и ритуалы К. потеряли свое магич. содержание, превратившись в народные развлечения.
КОЛЯДКИ - песни и сопровождающий их ритуал (колядование), исполняемые в дни празднования коляды. В содержании К. и их аналога на Украине и в Белоруссии — щедривок - исследователи выделяют более 80 мотивов. Осн. мотивами являются: благопожелание, прославление и заклинание.
КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592 1670) - чешек, педагог, философ и писатель, основатель демократич. педагогич. системы, в к-рой выступил с критикой схоластич. формализма. По своим филос. взглядам К. был близок к материалистич. сенсуализму, однако он не был последоват. материалистом - признавал св. писание (наряду с чувствами и разумом) источником познания. К. считал, что всеобщее образование поможет воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем целью воспитания он считал подготовку к вечной жизни.
КОММУНЫ МОНАСТЫРСКИЕ (от лат. eommunis - общий) - сообщества, общежития монахов, ведущих, в отличие от монахов-отшельников, совместный образ жизни, определяющийся монастыр. уставом. В К. м., как правило, существовала общность имущества, совместное ведение хозяйства, общие трапезы, общий доход от треб и церк. десятины и т. д. Тем не менее К. м. - паразитич. орг-ции, т. к. монахи в большинстве случаев не обязаны заниматься физич. трудом, к-рый возлагается либо на монастыр. рабов, крепостных, работников и слуг, либо на послушников. Таковы почти все католич. и правосл. К. м., будд, и и пр. монастыри. Расцвет К. м. приходится в основном на средние века.
КОНГРЕГАЦИИ (лат. congregatio - объединение, союз) 1) объединения, религ. ассоциации, члены к-рых дают обычные обеты (целомудрия, послушания и бедности) на определенный срок или пожизненно. К. стали возникать в конц. 16-17 вв. Широкое распространение К. получили в 19 в. Наиболее значит. К. - редемптористов, облатов, непорочной девы Марии, марианистов (основанная иезуитами для пропаганды среди молодежи культа богородицы); 2) осн. учреждения римск. курии, осуществляющие управление католич. церковью. После проведенной папой Павлом VI в J967 реформы в Ватикане ныне действуют следующие К.: доктрины веры, епископов, вост. церквей, дисциплины, таинств, духовенства, монаш. орденов и светских институтов, еван-гелизации народов, божеств, культа, по делам святых; 3) в католич. церкви - объединения нескольких монастырей под единым управлением и с едиными уставными правилами. Генеральными К. называются съезды ордена иезуитов.
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ (от лат. congregatio - объединение, община) - одно из течений кальвинизма, возникшее в Англии во вт. пол. 16 в. К. провозгласили принцип автономии местных церквей или общин (конгрегации), их независимости от к.-л. церк. орг-ций и авторитетов. Основатель первой конгрегации (1581) Р. Браун утверждал, что поместные церкви, имея право на самоуправление, должны быть независимы и от гос-ва. Др. важный принцип К. - участие в управлении общиной всех членов: они принимают в общину и исключают из нее, избирают руководителей и служителей культа {пасторов, проповедников, дьяконов) и т. д. Преследования со стороны королевского абсолютизма вынудили мн. К. эмигрировать еще в кон. 16 в. в Голландию. Часть их поселилась в Лейдене, а затем в 1620 отправилась в Сев. Америку, где К. основали свои поселения. Другие, утвердив общину в Амстердаме, стали родоначальниками баптизма. К. приняли активное участие в англ. бурж. революции 17 в., создав религ. политич. группировку индепендентов (независимых), составивших ядро армии Кромвеля. Толеранский акт (1689) предоставил К. право на легальное существование. В 1832 создается союз церквей К Англии и Уэльса, а также Шотландии и Ирландии. В 1891 учреждается Международ, конгрегацио-налист. союз. В наст. вр. К. имеют несколько миллионов последователей в США, Англии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. странах.
КОНДАК (от греч. kontákion - краткий) - так назывались свертки пергамента с записями христ.-церк. песнопений, а затем сами песнопения, в к-рых содержится краткое описание церк. праздника или наиболее важные моменты, связанные с деяниями прославляемого святого.
КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола (1743-1794) - франц. философ-просветитель, ученый, политич. деятель, один из энциклопедистов. По своим филос. воззрениям Кондорсе был сторонником деизма и сенсуализма, концепции историч. прогресса, движущей силой к-рого считал развитие разума („Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума , 1794). С 1785 был секретарем Франц. академии, активно сотрудничал сД. Дидро и Даламбером в „Энциклопедии .
КОНЕЦ СВЕТА - см. Эсхатология.
КОНКИСТА (исп. conquista - завоевание) - покорение Мексики, Центр, и Юж. Америки исп. завоевателями. Папа Александр VI „даровал в 1493 исп. короне открытые Колумбом земли в Зап. полушарии, юридически „оправдав К. Церковь одобряла и благословляла К., однако ее кровавый характер вызывал негодование у нек-рых ее служителей, испытавших влияние гуманистич. идей Возрождения, таких, как доминиканец Б. де Лас Касас, к-рый разоблачал чудовищные преступления К., критикуя ее с позиций первонач. христианства. Во вт. пол. 16 в. исп. король объявил о прекращении К., однако покорение новых земель при активном содействии духовенства продолжалось вплоть до конца колониального периода.
КОНКИСТАДОРЫ (исп. conquistador - завоеватель) - участники исп. завоевания Нового Света. К. получали от исп. короля огромные земельные наделы с приписанными к ним индейцами взамен за обязательство обращать их в католичество. В этом К. рьяно помогала католич. церковь.
КОНКЛАВ (от лат. cum clave - запертые на ключ) — собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового папы. К. называется также помещение Сикстинской капеллы, в к-ром происходят выборы. Входные двери капеллы на время К. замуровываются и открываются лишь после избрания папы. Порядок проведения К. был установлен в 13 в. папой Григорием X, затем уточнялся и корректировался последующими папами. Для избрания папы требуются 2/3 голосов участников К. плюс 1 голос. В соответствии с апостолич. конституцией папы Павла VI число участников К. не должно превышать 120.
КОНКОРДАТ (от лат. concordatum - соглашение) — соглашение между св. престолом и пр-вом к.-л. гос-ва о положении католич. церкви, ее правах и привилегиях (назначение епископов, церк. собственность, освобождение от налогов, особые права в вопросах семьи и брака, условия дипломатич. отношений с Ватиканом). Одним из первых был Воромский К., заключенный в 1J 22 между папой римск. Каликстом II и герм, императором Генрихом IV и завершивший длительную борьбу за т. н. инвеституру. В 1800 был заключен К. между Наполеоном I и папой Пием VII. В 1929 был заключен К. с фашистским пр-вом Италии (Латеранские договоры), в 1933 - с гитлеровским пр-вом Германии, в J953 - с пр-вом Франко в Испании. В 70-х гг. пересмотрены К, с рядом стран. В 1976 внесены нек-рые изменения в К. Ватикана с Испанией. В 1984 правительством Италии подписано соглашение с Ватиканом, в к-ром пересмотрен ряд положений К.
КОНКРЕТНО СОЦИОЛОГИЧЕСKOE ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И АТЕИСТИЧНОСТИ - один из видов социологич. исследований. Различают методологию, методику, технику и процедуру исследования. Методология - это система осн. принципов, задаваемых диалектич. и историч. материализмом. Методика представляет собой совокупность приемов установления фактов, получения и обработки первичной социологич. информации. Под техникой понимают совокупность спец. средств эффективного использования того или иного приема. Процедуру составляет общая система действий, способ организации исследования, обеспечивающий последовательность реализации всех звеньев программы. Программа включает изложение логики науч. поиска и методов решения задач. Важным требованием, предъявляемым к работе по реализации программы, является обеспечение единства теоретич. и эмпирич. уровней. Исследование проходит ряд этапов: постановка проблемы, выбор объекта и определение предмета; теоретич. уточнение и операциональная интерпретация относящихся к проблеме понятий - „религиозность , „нерелигиозность , „атеистичность , „верующий , „индифферентный , „атеист и др.; поиск и формулирование предварительной теоретич. гипотезы; сбор фактич. материала; первичная обработка полученных данных; анализ и теоретич. интерпретация эмпирич. материала. В конкр.-социологич. исследовании применяются следующие методы: 1) постановка проблем и задач, интерпретация понятий, формулирование гипотез; 2) установление соц. фактов (изучение документов, наблюдение, опросы разного рода - интервью, анкетирование, тестирование); 3) первичная обработка социологич. информации (группировка, ранжирование, составление статистич. таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и т. д.); 4) интерпретация эмпирич. материала (типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и др.). С помощью конкр.-социологич. исследований выясняется распространенность, состояние, динамика религиозности и атеистичности населения, различных соц. и демографич. групп (рабочих, молодежи, людей среднего и старшего возраста, русских, украинцев, узбеков, молдаван и др.), взаимосвязь религиозности и атеистичности с др. свойствами групп и индивидов, раскрываются причины сохранения религии в социалистич. об-ве, факторы ее преодоления, определяются пути повышения эффективности ате-истич. воспитания и т. д.
КОНСИСТОРИЯ ДУХОВНАЯ (лат. consistorium - собрание, соприсутствие) - 1) орган, церк. управления при епархиальном архиерее в Рус. правосл. церкви дореволюц. периода (с 1744). К. д. вела все дела епархии, осуществляла суд над духовенством, а по делам о браке и разводе и о богохульстве—и над мирянами. Во главе К. д. стоял ее секретарь, подчиненный обер-прокурору Синода. К. д. были рассадниками мракобесия, борьбы с прогрес. культурой, революц. движением, сотрудничали с жандармскими органами. Для деятельности К. д. были характерны лихоимство, доносы, волокита и казуистика; 2) в католич. церкви К. д. - совещание кардиналов; 3) в протестантизме - церк.-адм. орган, подобный правосл. К. д.
„КОНСТАНТИНОВ ДАР (лат. Donatio Constantini) - подложная грамота (входящая в т. н. Лжеисидоровы декреталии), по к-рой римск. император Константин в 4 в. будто бы предоставил папе Сильвестру I и его преемникам власть над Римом, Италией и зап. провинциями империи и признал превосходство папы над др. владыками. „К. д. составлен, очевидно, по поручению папы Николая I в сер. 8 в. реймскими и аахенск-ми богословами и на протяжении всего средневековья использовался папством для подкрепления своих теократич. притязаний. Сомнения в достоверности „К. д. (как и др. „документов Лжеисидоровых декреталий) высказывались Николаем Кузанским и др. Неопровержимо доказал подложность „К. д. Балла Лоренцо в 1440, но католич. церковь отстаивала подлинность этой фальшивки вплоть до 17 в.
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - поместная автокеф. правосл. церковь, занимающая, согласно традиции, среди др. правосл. церквей „первое место по чести . К. ц. образовалась на базе столичной епархии Визант. империи с центром в Константинополе (ныне Стамбул), что и обусловило первенствующее значение константиноп. епископа, а с 451 — патриарха. Константиноп. патриархи пытались удержать свою власть над правосл. населением в пределах всей огромной Османской империи, но это им не удалось. В наст. вр. К. ц. имеет в Турции одну архиепископию и четыре митрополии. Кроме того, в ее юрисдикции находятся автон. правосл. церковь Финляндии, 12 епархий в Греции, епархии в Сев. и Юж. Америке, Австралии, Новой Зеландии и монастыри горы Афон.
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы.
КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.
КОНСТИТУЦИЯ ЦЕРКОВНАЯ - документ вероучит. характера, утверждаемый на вселен, соборах. Так, напр., на II Ватикан, соборе были приняты четыре К. ц., из к-рых три посвящены церк. реформам: догматич. конституция „О божеств, откровении („Dei verbum ), догматич. конституция „О св. литургии („Sacrosanctum concilium ), догматич. конституция, ,О церкви („Lumen gentium ). В К. ц. формулируются осн. догматич. положения церкви и внесенные в них изменения в соответствии с планами обновления, модернизации церкви. К. ц., как и др. документы вселен, соборов, вступают в силу лишь после утверждения их папой римск. Важнейшим документом II Ватикан, собора является пастырская конституция „О церкви в совр. мире („Gaudium et spes ). К. ц. называются по двум первым словам текста, традиционно написанного по-латыни.
КОНТ Опост (1798-1857) - франц. философ и социолог, основатель позитивизма. Выступал против теологии и „метафизики , т. е. учения о сущности явлений, как двух преодоленных якобы стадий интеллект, развития человечества. По К., высш. стадия развития человечества - капитализм с его позитивным мировоззрением. К. - ярый противник материализма. Достижение обществ, гармонии видел в создании „новой религии , культа абстрактного высш. существа, под к-рым разумелось мистически трактуемое человечество. Позитивистской „церкви предписывалось перевоспитание народа в антиреволюц. духе. Осн. соч. - „Курс позитивной философии (1830-1842).
Читайте: |
---|