Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



КВА - КОН

Понятия и определения - Атеистический словарь

„КВАДРАГЕЗИМО АННО - см. Энциклики пап социальные.

КВАКЕРЫ (от англ. quake - трястись, дрожать) - протест, сек­та, возникшая в Англии в 17 в. Основателем секты был ремеслен­ник Дж. Фокс. Особенность вероучения К. сводится к утвержде­нию, что истина веры проявляется не в том или ином церк. учении, а в некоем акте „озарения св. ду­хом , „внутр. светом , к-рый свидетельствует о вечном присут­ствии Христа в каждом верующем и указывает путь к нравств. совер­шенству. Св. писание считается единственным и безусловным источником веры. Признание высш. проявления веры в акте „озаре­ния побудило К. отказаться от внешней обрядности. В помеще­ниях, где они молятся, нет ника­ких религ. атрибутов - алтарей, образов. К. отрицают необходи­мость духовенства, считая пропо­ведь свободным выражением „оза­рения любого члена общины. К. провозглашают равенство всех членов общины. Вера в постоян­ное улучшение и развитие духов­ной природы человека наложила печать на моральные принципы К., к-рые включают требования бе­зусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного тру­да, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т. д. В моральных поучениях К. прослеживаются аскетич. мотивы. Проповедь К. носит ярко выра­женный пацифист, характер. Широ­ко практикуют благотворитель­ность. Соц. поучения К. нередко совпадают с идеями социал-рефор­мизма и на практике сводятся к утверждениям о возможности мирн. разрешения соц. конфлик­тов с помощью „вечных истин евангелия . В наст. вр. общины К. имеются в Англии, США, Канаде, странах Вост. Африки и насчиты­вают ок. 200 тыс. приверженцев.

КВИЕТИЗМ (от лат. quietus - спокойный, безмятежный) - ре­лиг. учение и течение, возникшее в католицизме в 17 в. и доводив­шее христ. требование безропот­ного подчинения воле бога до фаталистич. безразличия к собствен­ному спасению. К. был осужден руководством католич. церкви. В переноси, значении - пассив­ность, созерцательность.

КЕЛЬЯ (от лат. cella - комнат­ка) - отд. комната в жилом поме­щении монастыря, отведенная для члена монастыр. общины.

КЕНОСИС (греч.) - снисхождение бога к людям. Согласно учению христ. церкви о К., бог может воп­лощаться в материальную, телес­ную оболочку и являться среди людей в образе человека. Так, будучи божеством, Иисус Христос „снизошел к людям, чтобы от­крыть им „истинную веру и ука­зать путь к спасению через страда­ния в земной жизни.

КЕПЛЕР Иоганн (1571-1630) - нем. астроном. Будучи сторонни­ком гелиоцентризма, К. на основе наблюдений положения планет от­крыл 3 закона движения планет, что способствовало уточнению коперниковой картины строения Солнечной системы и открытию закона всемирн. тяготения. Объек­тивно открытия К. подрывали библ. взгляды на мир, однако ми­ровоззрение самого К. не было свободно от религ. - идеалистич. на­слоений.

КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ - старо-обрядч. поселения, возникшие в 80-е гг. 17 в. по лесистым бере­гам р. Керженец (левый приток Волги). Там сторонники старой веры скрывались от преследова­ний светских и церк. властей. В ос­новном это были старообрядцы поповского толка (см. Поповщи­на), а также беспоповцы спасовского и поморского толков. Цар­ское пр-во при активном участии правосл. церкви неоднократно пыталось уничтожить эти поселе­ния, рассматривая их как рассад­ники раскола.

КИБЕЛА (она же Кивева, Диндимена, Идейская мать) - богиня плодородия в мифологии и веро­ваниях фригийцев, в честь к-рой проводились оргиастические мистерии, сопровождавшиеся оскоп­лением неофитов. В Др. Греции образ К. слился с матерью Зевса Реей, в Др. Риме культ К. под именем Великой матери богов, покровительницы городов и гос-ва, был введен в 204 до н. э. В ее честь были учреждены Мегалезийские игры.

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - высш. уч. заведение, существовавшее с 1631 по 1817 в Киеве. К.-М. а. была крупней­шим общеобразоват. и культурн. центром Украины, Белоруссии и России, в к-ром работали и воспи­тывались мн. деятели культуры и просвещения (Феофан Прокопович, Г. С. Сковорода и др.).

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ   ЛАВРА мужск. монастырь, основанный в 1051 при Ярославе Мудром, в 1598 церковь присвоила ему наименование лавры. В 11 — 12 вв. - один из культурн. цент­ров Др. Руси, средоточие летопи­сания. В наст. вр. К.-П. л. - культурно-историч. заповедник.

КИКИМОРА, мара - фантастич. существо женского пола в славян, мифологии, злой дух-невидимка, иногда считается женой домового. Культ К. связан с культом пред­ков.

КИНИКИ - последователи др.-греч. философа Антисфена - осно­вателя кинической школы (4 в. до н. э.). Наиболее известным представителем К. является Дио­ген из Синопа. К. критиковали учение Платона об идеях как об­щих сущностях, признавая толь­ко единичное. Считали, что до­стичь счастья и добродетели мож­но лишь путем отказа от благ цивилизации, богатства, чувствен­ных удовольствий. К. призывали пренебрегать принятыми в об-ве нормами, отвергали и все религ. культы, объявляя их излишними, чисто   человеч.   установлениями.

КИОТ - спец. рама или застек­ленный шкаф для размещения предметов религ.-культового по­клонения. К. распространены в различных религиях.

КИПРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из др. правосл. автокеф. церквей, возглавляется архиепископом. При относительно небольшом чис­ле верующих (ок. 420 тыс.) рас­полагает большим количеством мужских и женских монастырей. К. ц. входит в состав Всемирн. совета церквей.

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) - рус. философ-идеалист, один из идеологов сла­вянофильства. Филос. и соц.-политич. взгляды К. носили реакц. - утопич. характер. К. считал, что характер образованности и всей жизни нации и отдельного ее пред­ставителя определяются исповеду­емой религией. Единственно ис­тинной религией К. признавал пра­вославие, поэтому лишь оно, с его т. зр., имеет будущее. Перед др. народами путь прогресса откры­вается лишь при условии принятия ими православия. К. идеализиро­вал рус. крестьян, общину. Крити­ковал бурж. стяжательство и индивидуализм.

КИРЕНАИКИ - др.-греч. филос. школа, основанная Аристиппом из Кирены (435-360), учившим о достижении наслаждения (гедоне) через практику и господство над своими желаниями. К. свойст­венны субъективизм и крайний скептицизм. Представители К. - Федор Атеист, Эвгемер, Карнеад, Гегесий, Анникерид. Гедонизм К. сливается с эпикуреизмом и впоследствии используется гу­манистами и франц. атеистами 18 в. в борьбе против морали религ.

КИРИЛЛ   АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ум. в 444) - патриарх Александ­рии с 412, богослов, один из т. н. отцов церкви, деятельность кро-го была сосредоточена на борьбе с ересями новатиан, несториан, евномиан. К. написал большое коли­чество сочинений, в к-рых дается толкование евангелий, посланий апостолов, догмата о троице. По учению К., единство божественно­го и человеческого в Христе - за­лог спасения человечества.

КИРКА, кирха - лютеран, храм. К. отличается строгими формами, скромным внутр. убранством.

КИСВА (араб. - одежда, одеяние, покров) - грубая ткань черного цвета, к-рой обтянуты снаружи стены мекканской мечети Каабы. В верхней части К. полосой располагаются вышитые золотом тек­сты из Корана. Ежегодно по окон­чании хаджжа К. заменяется, т. к. старая разрезается на кусочки, к-рые продаются паломникам как свящ. реликвии.

КИСМЕТ (турецк.) - в исламе -неизбежность, предопределение, полная предрешенность Аллахом всех событий в мире, судеб людей. Учение о божеств, предопределе­нии, проповедуемый в исламе фа­тализм, К. Маркс назвал „стерж­нем мусульманства .

„КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТ­НОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРК­ВИ - статья В. И. Ленина, впер­вые опубликованная 4(17) июня 1909 в газете „ Социал-демократ . Анализируя позиции различных классов и партий на материале прений по смете синода в III Гос. думе, В. И. Ленин выявил соц. сущность клерикализма, подверг критике усилия буржуазии обно­вить религию. Революция, отметил В. И. Ленин, рассеяла народнич. и либеральную иллюзию об отсут­ствии в России почвы для клери­кализма. Он существовал в скры­той форме, пока в неприкосновен­ности было самодержавие. Первые же раны, нанесенные самодержа­вию революцией 1905, побудили реакц. духовенство к открытой организации в самостоят, политич. силу. В. И. Ленин показал, что клерикализм, прикрывающийся моральными и религ. лозунгами, является орудием политич. власти помещиков и капиталистов, вскрыл соц. природу и роль кле­рикализма в об-ве с феод, пере­житками, охарактеризовав клерик. третьедумское духовенство как крепостников в рясах, а их поли­тику - как защиту феод, привиле­гий церкви. Выявляя смысл религ.-обновленч.    тенденций    периода бурж.-демократич. революции 1905-1907, превращения право­славия из феод.-крепостнич. идео­логии в идеологию бурж., В. И. Ле­нин указал на стремление „куль-турн. капитала организовать ре­лиг. воздействие на массы более тонкими, усовершенствованными средствами, вскрыл различие ре­лигиозности эксплуатируемых и эксплуататоров, „всю пропасть между лицемерной, рассчитанно-реакционной защитой религии ка­детами и примитивной, бессозна­тельной, рутинной религиозностью мужика, в котором условия его жизни порождают - против его воли и помимо его сознания -действительно революционное озлобление против поборов и го­товность решительной борьбы с средневековьем (т. 17, с. 437). В. И. Ленин подчеркнул, что только рабочая партия занимает принципиально антиклерикальную позицию, указывает на реакцион­ную социальную роль религии во­обще, заявляет, что „религия есть опиум народа (с. 438).

КЛЕРИКАЛ (от позднелат. clericalis - церковный) - 1) представи­тель церк. или светских кругов, выступающий за усиление роли церкви в политич. и духовной жизни об-ва; 2) представитель церкви, имеющий духовный сан; 3) член клерик. политич. партии, напр. Итал. христ.-демократич. партии, „Комэйто (Япония) и др.

КЛЕРИКАЛИЗМ - обществ.-политич. течение, требующее усиления роли церкви в политич. и духов­ной жизни об-ва. К. характерен для всех этапов развития клас. антагонистич. об-ва. Являясь од­ной из форм оправдания и защиты эксплуатат. строя, он взят на вооружение наиболее реакц. поли­тич. силами. Стремясь распростра­нить свое влияние в массах, увес­ти их на религ.-идеалистич. мировоззренч. позиции, отвлечь от революц. и нац.-освободит. борь­бы, клерикалы создают различные нац. и международ, орг-ции и объе­динения. Как отмечается в Про­грамме КПСС, К. приобретает „все возрастающее значение в политическом и идеологическом арсенале империализма... Он не ограничива­ется использованием церкви и ее разветвленного аппарата. Он рас­полагает теперь своими крупными политическими партиями, стоящи­ми у власти во многих капиталис­тических странах. Создавая свои профсоюзные, молодежные, жен­ские и др. организации, клерика­лизм раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся . Нахо­дясь на службе у империалистич. буржуазии, последовательно вы­ступая в поддержку ее интересов в различных районах мира и стре­мясь сохранить раскол в рабочем и нац.-освободит. движениях, К. пытается укрепить свои политич. позиции в различных районах ми­ра. Тесно смыкается с антикомму­низмом. Поэтому борьба с различ­ными формами К. является на­сущной задачей коммунистич. и рабочих партий.

КЛЕРИКАЛЬНЫЙ АНТИКОММУ­НИЗМ - одна из разновидностей антикоммунизма, спецификой к-рой являются религ. обоснова­ние борьбы против коммунистич. идеологии, религ. интерпретация соц. доктрин и идеологич. мифов, имеющих целью защитить и оправ­дать каниталистич. строй, а также антикомм унистич. деятельность религ. центров и орг-ций. Высту­пая в единстве с самыми черными силами империалистич. реакции, К. а. стремится опорочить идеи коммунизма, показать их несо­стоятельность, противопоставить им бурж.-клерик. концепции ре­шения насущных жизнен, проблем. Характерная для совр. религий тенденция к размыванию границ между различными конфессиями используется для выработки об­щей антикоммунистич. платфор­мы с целью объединить все силы церк. реакции. Неотъемлемой ча­стью К. а. является антисоветизм. Оплотом К. а. выступал Ватикан, на протяжении многих лет нахо­дившийся в авангарде борьбы с науч. коммунизмом. Реалистич. курс, проводившийся Ватика­ном со времени понтификата Иоанна XXIII, свидетельствовал о переоценке ценностей католич. идеологами, об изменении такти­ки Ватикана, но отнюдь не об из­менении его отношения к ком­мунизму. С антикоммунистич. по­зиций выступают и др. религ. центры, пытающиеся осуществ­лять идеология, и политич. экспан­сию, вести подрывную работу про­тив социалистич.' стран. В их числе Центр по изучению коммунизма и религии (Великобритания), Центр по изучению религии и прав чело­века в закрытых об-вах (США), Всемирн. ислам, лига (Саудовская Аравия) и др. Значительно акти­визировались в последнее время различные миссии: „Славянская миссия , “Подпольная евангелизация и др.; белоэмигрантские группировки: карловацкий рас­кол, Рус. студенч. христ. движе­ние; религ.-националистич. орг-ции: Укр. автокеф. правосл. цер­ковь, Укр. еванг.-баптист, конвен­ция, Всемирн. сооб-во литовцев-католиков и др. В пропагандист­ских акциях К. а. участвуют издат. об-ва, ряд светских и религ. радио­центров. На разных языках ведут регулярные передачи на Сов. Союз радио „Ватикан , „Монте-Карло (Монако), „Голос Анд (Эква­дор) , „Голос дружбы (Манила), религ. программы передаются ра­диостанциями „Голос Америки , „Нем. волна , „Свобода , „Би-би-си и др., стремящимися ока­зывать постоянное идеология, воздействие на верующих, нейт­рализовать влияние на них марк­систско-ленинской идеологии. На вооружении К. а. фальсифи­кация науч. коммунизма, теории и практики науч. атеизма, положе­ния религии и церкви в социали­стич. странах. Постоянно обновляя свои методы, К. а. ведет поиски новых, все более утонченных форм идеология, и психология, воздействия на людей, пытаясь воздействовать на обществ, мне­ние в бурж. странах, на верующих в странах социалистич. содружест­ва. Разоблаяение К. а. является актуальной задаяей атеистич. про­паганды.

КЛИКУШЕСТВО - своеобразное психич. заболевание, развивающе­еся на почве фанатизма религ. и суеверий. К. зафиксировано гл. обр. у женщин. Оно выражалось, с одной стороны, в истерических припадках на религ. почве (в Рос­сии т. н. „выкликивание во вре­мя церк. службы), а с другой - в длительном изменении психики личности, к-рое предшествовало истерическим припадкам и вызы­вало их.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Тит Флавий (? - до 215) - один из раннехрист. апологетов, настав­ник церк. школы „катехуменов -оглашенных, готовящихся при­нять крещение в Александрии. К. стремился объединить веру и зна­ние, греч. философию с христ. вероучением, считал, что эллинистич. культура не противоречит христианству. Как и Филон, видел в Логосе эманацию бога, сына божьего, премудрость, истину, божеств, мысль. Совр. богословы высоко оценивают апологетику К. за ее стремление показать непроти­воречивость „богооткровенной ре­лигии и естеств. человеч. культу­ры , за утверждение принципа сознат. веры.

КЛИР (от греч. klēros - жребий, христ. духовенство первоначаль­но избиралось по жребию) — в христ. церкви совокупность священнослужителей и церковно­служителей, духовенство, в более узком смысле - причт.

КЛИРОС (от греч. klēros - часть) - возвышение перед иконостасом в Рус. правосл. церкви, на к-ром находятся певчие и чтецы.

КЛОБУК (тюрк. - колпак, шап­ка) — головной убор правосл. мо­нахов цилиндрической формы со спадающей на плечи тканью черно­го или (у патриархов и митропо­литов) белого цвета.

КЛООТС Анахарсис (1755-1794) - радик. бурж. просвети­тель и политич. деятель франц. бурж. революции кон. 18 в. Назы­вал себя „личным врагом Иисуса Христа . В сочинениях и выступ­лениях в Конвенте ратовал за за­мену   католич.   религии  Разума культом, полагая; что народ готов не верить „поповским фокусам и обратиться к „истинной морали . К. был гильотинирован вместе с др. левыми якобинцами (эбертистами).

КЛУБАТЕИСТОВ, КЛУБАТЕИЗМА — добровольное объединение группы людей, к-рое ставит перед собой задачу воспитания своих членов в духе науч.-материалистич. мировоззрения, а также пропаган­ды науч.-атеистич. знаний среди населения. К. а. организуется при культпросветучреждениях, жэках, в школах, спец. средних уч. заве­дениях, вузах. На общем собра­нии членов К. а. утверждается Устав, избирается Совет К. а., к-рый и руководит его работой. К. а. организует народные ун-ты, школы, циклы лекций, кинолек­тории, вечера вопросов и ответов, устные журналы.

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА - пре­образования, проведенные папст­вом по предложению бенедиктин­ского монастыря Клюй и в 10-11 вв. и состоявшие в создании новых монастырей, подчиненных Клюни (а не епископу), введении более строгих правил для монахов (в т. ч. целибата), запрете симо­нии, установлении выборов папы коллегией кардиналов (с устране­нием из них монархов и светских феодалов), в церк. инвеституре. К. р. не была доведена до конца из-за противодействия феодалов и высш. духовенства, но отчасти способствовала укреплению като­лич. церкви.

КЛЯТВА РЕЛИГИОЗНАЯ - тор­жеств, обещание, подкрепленное целованием Библии, креста, да­вать правдивые показания, либо хранить тайну, либо не нарушать взятого на себя обязательства. В ср.-век. Европе К. р. считалась доказательством в обвинит, про­цессе. По нек-рым гражд. делам допускалась в качестве доказа­тельства и в дореволюц. России. В феод, судопроизводстве К. р. давали его участники, а в бурж. - свидетели и эксперты. Сов. законодательство не допускает К. р. ни в качестве доказательства, ни в качестве подкрепления обяза­тельства свидетелей и экспертов давать правдивые показания.

КНИГА МЁРТВЫХ др.-егип. сборник текстов, относящийся к эпохе Нового царства (15 в. до н. э.), в к-рых запечатлено стремление смертного обрести бессмертие. К. м. насчитывает до 200 глав, содержащих магич. формулы, молитвы, заклинания против препятствий, к-рые умер­ший может встретить, направ­ляясь на суд Осириса и к полям вечного блаженства. Нек-рые идеи К. м., в часта, представления о „страшном аде , в трансфор­мированном виде вошли в позд­ние религ. культы, в т. ч. и в хрис­тианство.

„КНИГА ОТКРОВЕНИЯ - статья Ф. Энгельса об Апокалипсисе, или Откровении св. Иоанна Богослова. Впервые была напечатана в англ. журнале по вопросам науки, поли­тики и литературы „Progress в ав­густе 1883. Применяя историч. и лингвистич. принципы критики Библии, Энгельс показал, что Апо­калипсис „самая простая и ясная книга из всего Нового завета (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 8), что зашифрованные в ней числа скрывают за собой имена Нерона и др. звероподобных зем­ных правителей. Как вычислил Энгельс, Апокалипсис был напи­сан в 68 или в январе 69 г. н. э. и потому в нем можно увидеть, „как выглядело христианство в 68 г. . Энгельс отметил, что оно возникло в Палестине стихийно, в результате слияния мн. сект, в т. ч. и гл. образом иудейских. В Апокалипсисе, подчеркивает Эн­гельс, „нет ничего, кроме старой иудейской и языческой идеи о том, что бога или богов следует уми­лостивлять жертвами . Эта идея, переработанная идеологами ранне­го христианства, „состояла в том, что смерть Христа есть великое жертвоприношение, которое, бу­дучи однажды принесено, имеет силу кавеки (там же, с. 9). Энгельс справедливо утверждает, что апокалипсич. видения, описан­ные в Откровении Иоанна Бого­слова, „в большинстве случаев дословно взяты у классич. проро­ков Ветхого завета (там же, с. 10). Для науч. критики Библии наиважнейш. значение имеет при­мененный Энгельсом метод анали­за Апокалипсиса и его вывод, что для понимания первонач. христи­анства картины, нарисованные в Откровении одним из христиан, имеют „большую ценность, чем все остальные книги Нового заве­та, вместе взятые (там же, с. 13). Статья Энгельса сыграла большую ролы в науч. освещении генезиса раннего христианства.

КОАДЬЮТОР - в католич. церк­ви духовное лицо, назначаемое папой для помощи епископу в слу­чае, если последний не в состоя­нии выполнять свои обязанности по старости или слабости здоровья. К. обладает всей полнотой власти епископа.

КОВАЛЕВ Сергей Иванович (1886 - 1960) - сов. историк Др. Греции и Рима, с 1956 - директор Музея истории религии и атеизма, К. написал большое число науч. и науч.-популярных работ по исто­рии раннего христианства. Хрис­тианство в его работах представ­лено не как продукт творчества религ. проповедников, а как ши­рокое движение, порожденное определенными историч., экономич. и соц. причинами. Труды К. по истории раннего христиан­ства были опубликованы посмерт­но в книге „Основные вопросы происхождения христианства (1964).

КОВЧЕГ - 1) по библ. мифу, судно, на к-ром Ной с семьей и отобранными для сохранения жи­вотными спасался от всемирн. потопа; 2) в правосл. церкви - ларец для хранения предметов, признаваемых священными, даро­хранительница.

КОВЧЕГ ЗАВЕТА - гл. святыня иудаизма, находившаяся в Иеру­салим, храме. Представляла собой деревянный обитый золотом ящик, в к-ром якобы находились камен­ные доски-скрижали с заповедя­ми, сосуд с манной, некогда, по библ. сказанию, кормившей евреев в пустыне, там же хранил­ся легендарный жезл Аарона. К. з. закрывался золотой крышкой (каппоретом), по сторонам к-рой находились изображения херуви­мов. Каппорет считался троном, на к-ром восседает бог Яхве. При разрушении Иерусалима вме­сте с храмом был уничтожен и К. з.

КОГЕНЫ - иуд. жрецы-священ­ники, обслуживавшие вместе с левитами храм Яхве в Иеруса: лиме.

„КОДЗИКИ („Запись о деяни­ях древности , 712) - памятник яп. нац. культуры, свод космоло-гич. и историч. мифов, сказаний и хроник. Гл. составителем „К. считается Оно Ясумаро, к-рый создал его по приказу главы правящего рода Тэмму-тэино. В „К. отразилось стремление Тэмму использовать обработан­ные в духе того времени мифы, предания и хроники для утверж­дения идеологии единого гос-ва.

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (1728-1793) - рус. просветитель, философ-материалист. Выступал против схоластики и идеализма. Филос. взгляды К. на природу, не будучи свободными от элемен­тов деизма, в целом были мате­риалистическими. К. считал, что натура (природа) предшествует учению о ней, т. е. сознанию. К. отвергал религ.-идеалистич. концепцию о предустановленной гармонии и хрисг. заповедь не­противления. Осн. работы: „Фило­софические предложения (1768), „Рассуждения двух индийцев Ка­лана и Ибрагима о человеческом познании (1788).

КОКС Гарвей (р. 1931) - амер. протест. теолог. В книге „Секулярный город (1965) К. ставит вопрос о необходимости секулярным образом мыслить о боге -не религиозно, а в связи с революц. развитием сегодняшнего мира, т. к. слово „бог в его традиц. понимании становится для боль­шинства пустым звуком. История проходит 3 стадии - мифологиче­скую (примитивное об-во), онто­логическую (гос-во) и функцио­нальную, к-рая начинается сейчас, в процессе перехода к новой соц.-экономич. организации, „технопо­лису . Функциональное мышление спрашивает не о том, кто есть бог, а как он действует в реальном ми­ре. В позднейших работах К. излагает „теологию игры , приспо­сабливая христианство к опыту молодежного движения контр­культуры.

КОЛДОВСТВО - см. Ведовство, Магия, Чародейство, Колдун.

КОЛДУН, ворожей, чаровник, стрига, наузник - лицо, занимаю­щееся колдовством, чародейст­вом. К.-профессионалы появились в раннеродовом об-ве. Им припи­сывалась сверхъестеств. способ­ность с помощью заклинаний, призываний и др. магич. приемов воздействовать на силы природы, оказывать влияние на волю людей, на урожай, вызывать падеж скота, стихийные бедствия.

КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ - поза соц. унижения или самоуничиже­ния; в религии (буддизме, исла­ме, ряде направлений христианст­ва) - обряд, сопровождающий произнесение молитвы личной и особенно коллективной во время богослужений.

КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ со­вокупность кардиналов католич. церкви. На протяжении веков число кардиналов не превышало 70, традиционно большинство из них были итальянцы. После вто­рой мир. войны папы римск. стали из политич. соображений попол­нять К. к. за счет епископов из стран Лат. Америки, Азии и Африки. В наст. вр. кардиналов св. 140, причем итальянцы нахо­дятся теперь в меньшинстве. Од­нако в К. к. по-прежнему преоб­ладают европейцы и представи­тели США.

КОЛЛИНЗ Антони (1676-1729) - англ. философ-материалист и деист. Отстаивал принципы материализ­ма и детерминизма в понимании сознания, психич. жизни и деятель­ности, отвергал представления о бессмертии души, свободе воли. 8                              сочинении „Рассуждение о сво­бодомыслии (1713) с просвети­тельских   и  деистских   позиций критиковал  христианскую рели­гию и церковь. В „Рассуждении об основах и причинах христиан­ской  религии    (1724)   подверг критич.   анализу   ветхозаветные пророчества и евангельские чуде­са. Сочинения Коллинза публико­вались     анонимно,     вызывали ожесточ. нападки клерикалов и теологов.

КОЛОКОЛ ЦЕРКОВНЫЙ - металлич., ударный, сигнальный инст­румент, служащий для созывания верующих на богослужение. Имеет форму полой, срезанной снизу груши, внутри к-рой подвешен „язык (ударник). К. ц. размеща­ются в открытом ярусе спец. баш­ни - колокольни, стоящей рядом с храмом или пристроенной к не­му. Первые К. ц. в христ. церкви появляются в 8 в. в Риме. В кон. 9                                          в. они начинают применяться в Константинополе. На Руси при­возные К. ц. получают распрост­ранение в 11 в., сначала в Новгоро­де, затем в Киеве, во Владимире, в Полоцке. Первые собственного литья К. ц. на Руси стали изготов­лять во вт. пол. 13 в. в Киеве. Прежде чем К. ц. помещали на колокольню, его освящал священ­ник. Часто при этом К. ц. давалось собств. имя.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - в хрис­тианстве - ритуальное оповещение верующих о церк. службе. В пра­вославии К. з. сопровождает отд. моменты в богослужении и явля­ется неотъемлемой частью церк. обрядов. К. з. верующими припи­сывается также магич. способ­ность отгонять „нечистую силу , болезни, „сокрушать молнии , т. с. прекращать стихийные бед­ствия. Использование звона коло­колов и колокольчиков в ри­туальных,  магич.  целях  уходит корнями в далекое прошлое и характерно для мн. первобытн. культов.

КОЛОКОЛЬНЯ - высокое башне­образное сооружение для подвес­ки церк. колоколов. Строится либо отдельно от церкви вблизи нее, либо как часть храма. Первые в христ. церкви колокольни были построены в Риме при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра. С 11 в. К. стали строиться в Европе повсеместно. На Руси К. существуют с 14 в.

КОЛЯДА - дохрист. цикл празд­ников у славян в период зимнего солнцеворота. По древн. воззре­ниям, это начало новой жизни, обновления природы. К. сопро­вождается колядками. После без­успешных попыток искоренить К. христ. церковь включила ее в свой рождественский и крещенский циклы с24 дек. по 19 янв. (свят­ки). Играм и обрядам К. церковь противопоставила „славление Христа , хождение со звездой и пр. христ. атрибутикой. В резуль­тате возникла синкретическая об­рядность. В наши дни игры и ри­туалы К. потеряли свое магич. содержание, превратившись в народные развлечения.

КОЛЯДКИ - песни и сопровож­дающий их ритуал (колядование), исполняемые в дни празднования коляды. В содержании К. и их аналога на Украине и в Белорус­сии — щедривок - исследователи выделяют более 80 мотивов. Осн. мотивами являются: благопожелание, прославление и заклина­ние.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592 1670) - чешек, педагог, философ и писатель, основатель демократич. педагогич. системы, в к-рой высту­пил с критикой схоластич. фор­мализма. По своим филос. взгля­дам К. был близок к материалистич. сенсуализму, однако он не был последоват. материалистом - признавал св. писание (наряду с чувствами и разумом) источ­ником познания. К. считал, что всеобщее   образование   поможет воспитывать детей в духе гума­низма. Вместе с тем целью воспи­тания он считал подготовку к веч­ной жизни.

КОММУНЫ МОНАСТЫРСКИЕ (от лат. eommunis - общий) - сооб­щества, общежития монахов, веду­щих, в отличие от монахов-от­шельников, совместный образ жизни, определяющийся монастыр. уставом. В К. м., как правило, существовала общность имущест­ва, совместное ведение хозяйства, общие трапезы, общий доход от треб и церк. десятины и т. д. Тем не менее К. м. - паразитич. орг-ции, т. к. монахи в большинстве случаев не обязаны заниматься физич. трудом, к-рый возлагается либо на монастыр. рабов, крепост­ных, работников и слуг, либо на послушников. Таковы почти все католич. и правосл. К. м., будд, и и пр. монастыри. Расцвет К. м. приходится в основном на сред­ние века.

КОНГРЕГАЦИИ (лат. congregatio - объединение, союз) 1) объединения, религ. ассоциа­ции, члены к-рых дают обычные обеты (целомудрия, послушания и бедности) на определенный срок или пожизненно. К. ста­ли возникать в конц. 16-17 вв. Широкое распространение К. полу­чили в 19 в. Наиболее значит. К. - редемптористов, облатов, непорочной девы Марии, марианистов (основанная иезуитами для пропаганды среди молодежи куль­та богородицы); 2) осн. учрежде­ния римск. курии, осуществляю­щие управление католич. цер­ковью. После проведенной папой Павлом VI в J967 реформы в Ва­тикане ныне действуют следую­щие К.: доктрины веры, еписко­пов, вост. церквей, дисциплины, таинств, духовенства, монаш. ор­денов и светских институтов, еван-гелизации народов, божеств, куль­та, по делам святых; 3) в католич. церкви - объединения нескольких монастырей под единым управ­лением и с едиными уставными правилами. Генеральными К. на­зываются съезды ордена иезуи­тов.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ (от лат. congregatio - объединение, общи­на) - одно из течений кальвиниз­ма, возникшее в Англии во вт. пол. 16 в. К. провозгласили прин­цип автономии местных церквей или общин (конгрегации), их не­зависимости от к.-л. церк. орг-ций и авторитетов. Основатель первой конгрегации (1581) Р. Браун ут­верждал, что поместные церкви, имея право на самоуправление, должны быть независимы и от гос-ва. Др. важный принцип К. - участие в управлении общиной всех членов: они принимают в об­щину и исключают из нее, избира­ют руководителей и служителей культа {пасторов, проповедников, дьяконов) и т. д. Преследования со стороны королевского абсолю­тизма вынудили мн. К. эмигриро­вать еще в кон. 16 в. в Голландию. Часть их поселилась в Лейдене, а затем в 1620 отправилась в Сев. Америку, где К. основали свои поселения. Другие, утвердив об­щину в Амстердаме, стали родо­начальниками баптизма. К. приня­ли активное участие в англ. бурж. революции 17 в., создав религ. политич. группировку индепендентов (независимых), составивших ядро армии Кромвеля. Толеранский акт (1689) предоставил К. право на легальное существование. В 1832 создается союз церквей К Англии и Уэльса, а также Шот­ландии и Ирландии. В 1891 учреж­дается Международ, конгрегацио-налист. союз. В наст. вр. К. имеют несколько миллионов последова­телей в США, Англии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. странах.

КОНДАК (от греч. kontákion - краткий) - так назывались сверт­ки пергамента с записями христ.-церк. песнопений, а затем сами песнопения, в к-рых содержится краткое описание церк. праздни­ка или наиболее важные моменты, связанные с деяниями прославляе­мого святого.

КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола (1743-1794) - франц. философ-просветитель, ученый, политич. деятель,  один из энциклопедистов. По своим филос. воззрениям Кондорсе был сторонником деиз­ма и сенсуализма, концепции историч. прогресса, движущей силой к-рого считал развитие разума („Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума , 1794). С 1785 был секретарем Франц. академии, активно сотруд­ничал сД. Дидро и Даламбером в „Энциклопедии .

КОНЕЦ СВЕТА - см. Эсхатоло­гия.

КОНКИСТА (исп. conquista - за­воевание) - покорение Мексики, Центр, и Юж. Америки исп. завое­вателями. Папа Александр VI „да­ровал в 1493 исп. короне открытые Колумбом земли в Зап. полу­шарии, юридически „оправдав К. Церковь одобряла и благословля­ла К., однако ее кровавый характер вызывал негодование у нек-рых ее служителей, испытавших влияние гуманистич. идей Возрож­дения,  таких,  как доминиканец Б. де Лас Касас, к-рый разобла­чал чудовищные преступления К., критикуя ее с позиций первонач. христианства. Во вт. пол. 16 в. исп. король объявил о прекращении К., однако покорение новых земель при активном содействии духовенства продолжалось вплоть до конца колониального периода.

КОНКИСТАДОРЫ (исп. conquista­dor - завоеватель) - участники исп. завоевания Нового Света. К. получали от исп. короля огромные земельные наделы с приписанны­ми к ним индейцами взамен за обязательство обращать их в като­личество. В этом К. рьяно помога­ла католич. церковь.

КОНКЛАВ (от лат. cum clave - за­пертые на ключ) — собрание кар­диналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового папы. К. называется также помещение Сикстинской капеллы, в к-ром происходят выборы. Вход­ные двери капеллы на время К. замуровываются и открываются лишь после избрания папы. Поря­док проведения К. был установлен в 13 в. папой Григорием X, затем уточнялся и корректировался по­следующими папами. Для избра­ния папы требуются 2/3 голосов участников К. плюс 1 голос. В со­ответствии с апостолич. конститу­цией папы Павла VI число участни­ков К. не должно превышать 120.

КОНКОРДАТ (от лат. concordatum - соглашение) — соглашение между св. престолом и пр-вом к.-л. гос-ва о положении католич. церк­ви, ее правах и привилегиях (на­значение епископов, церк. собст­венность, освобождение от нало­гов, особые права в вопросах семьи и брака, условия дипломатич. отношений с Ватиканом). Од­ним из первых был Воромский К., заключенный в 1J 22 между папой римск. Каликстом II и герм, им­ператором Генрихом IV и завер­шивший длительную борьбу за т. н. инвеституру. В 1800 был заклю­чен К. между Наполеоном I и па­пой Пием VII. В 1929 был заклю­чен К. с фашистским пр-вом Ита­лии (Латеранские договоры), в 1933 - с гитлеровским пр-вом Германии, в J953 - с пр-вом Фран­ко в Испании. В 70-х гг. пересмот­рены К, с рядом стран. В 1976 внесены нек-рые изменения в К. Ватикана с Испанией. В 1984 пра­вительством Италии подписано со­глашение с Ватиканом, в к-ром пересмотрен  ряд  положений К.

КОНКРЕТНО СОЦИОЛОГИЧЕСKOE ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И АТЕИСТИЧНОСТИ - один из видов социологич. иссле­дований. Различают методологию, методику, технику и процедуру исследования. Методология - это система осн. принципов, задавае­мых диалектич. и историч. мате­риализмом. Методика представля­ет собой совокупность приемов установления фактов, получения и обработки первичной социологич. информации. Под техникой пони­мают совокупность спец. средств эффективного использования того или иного приема. Процедуру со­ставляет общая система действий, способ организации исследования, обеспечивающий последователь­ность реализации всех звеньев программы. Программа включает изложение логики науч. поиска и методов решения задач. Важным требованием, предъявляемым к работе по реализации програм­мы, является обеспечение единст­ва теоретич. и эмпирич. уровней. Исследование проходит ряд эта­пов: постановка проблемы, выбор объекта и определение предмета; теоретич. уточнение и операцио­нальная интерпретация относящих­ся к проблеме понятий - „рели­гиозность , „нерелигиозность , „атеистичность , „верующий , „индифферентный , „атеист и др.; поиск и формулирование предварительной теоретич. гипоте­зы; сбор фактич. материала; пер­вичная обработка полученных дан­ных; анализ и теоретич. интер­претация эмпирич. материала. В конкр.-социологич. исследова­нии применяются следующие ме­тоды: 1) постановка проблем и задач, интерпретация понятий, формулирование гипотез; 2) уста­новление соц. фактов (изучение документов, наблюдение, опросы разного рода - интервью, анкети­рование, тестирование); 3) пер­вичная обработка социологич. ин­формации (группировка, ранжи­рование, составление статистич. таблиц, корреляционный, диспер­сионный, факторный анализы и т. д.); 4) интерпретация эмпирич. материала (типологизация, обоб­щение, абстрагирование, построе­ние моделей и др.). С помощью конкр.-социологич. исследований выясняется распространенность, состояние, динамика религиоз­ности и атеистичности населения, различных соц. и демографич. групп (рабочих, молодежи, людей среднего и старшего возраста, рус­ских, украинцев, узбеков, молда­ван и др.), взаимосвязь религиоз­ности и атеистичности с др. свойст­вами групп и индивидов, раскры­ваются причины сохранения рели­гии в социалистич. об-ве, факторы ее преодоления, определяются пу­ти повышения эффективности ате-истич. воспитания и т. д.

КОНСИСТОРИЯ ДУХОВНАЯ (лат. consistorium - собрание, сопри­сутствие) - 1) орган, церк. управ­ления при епархиальном архиерее в Рус. правосл. церкви дореволюц. периода (с 1744). К. д. вела все дела епархии, осуществляла суд над духовенством, а по делам о браке и разводе и о богохульст­ве—и над мирянами. Во главе К. д. стоял ее секретарь, подчи­ненный обер-прокурору Синода. К. д. были рассадниками мрако­бесия, борьбы с прогрес. культу­рой, революц. движением, сотруд­ничали с жандармскими органами. Для деятельности К. д. были ха­рактерны лихоимство, доносы, волокита и казуистика; 2) в като­лич. церкви К. д. - совещание кардиналов; 3) в протестантиз­ме - церк.-адм. орган, подобный правосл. К. д.

„КОНСТАНТИНОВ ДАР (лат. Donatio Constantini) - подложная грамота (входящая в т. н. Лжеисидоровы декреталии), по к-рой римск. император Константин в 4 в. будто бы предоставил папе Сильвестру I и его преемникам власть над Римом, Италией и зап. провинциями империи и признал превосходство папы над др. владыками. „К. д. составлен, очевид­но, по поручению папы Николая I в сер. 8 в. реймскими и аахенск-ми богословами и на протяжении всего средневековья использовал­ся папством для подкрепления своих теократич. притязаний. Со­мнения в достоверности „К. д. (как и др. „документов Лжеисидоровых декреталий) высказыва­лись Николаем Кузанским и др. Неопровержимо доказал подлож­ность „К. д. Балла Лоренцо в 1440, но католич. церковь отстаивала подлинность этой фаль­шивки вплоть до 17 в.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ЦЕР­КОВЬ - поместная автокеф. правосл. церковь, занимающая, согласно традиции, среди др. пра­восл. церквей „первое место по чести . К. ц. образовалась на базе столичной епархии Визант. империи с центром в Константи­нополе (ныне Стамбул), что и обусловило первенствующее зна­чение константиноп. епископа, а с 451 — патриарха. Константи­ноп. патриархи пытались удержать свою власть над правосл. населе­нием в пределах всей огромной Османской империи, но это им не удалось. В наст. вр. К. ц. имеет в Турции одну архиепископию и четыре митрополии. Кроме того, в ее юрисдикции находятся автон. правосл. церковь Финляндии, 12 епархий в Греции, епархии в Сев. и Юж. Америке, Австралии, Новой Зеландии и монастыри горы Афон.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СО­БОРЫ - см. Вселенские соборы.

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.

КОНСТИТУЦИЯ ЦЕРКОВНАЯ - документ вероучит. характера, ут­верждаемый на вселен, соборах. Так, напр., на II Ватикан, соборе были приняты четыре К. ц., из к-рых три посвящены церк. ре­формам: догматич. конституция „О божеств, откровении („Dei verbum ), догматич. конституция „О св. литургии („Sacrosanctum concilium ), догматич. конститу­ция, ,О церкви („Lumen gentium ). В К. ц. формулируются осн. дог­матич. положения церкви и вне­сенные в них изменения в соответ­ствии с планами обновления, мо­дернизации церкви. К. ц., как и др. документы вселен, соборов, всту­пают в силу лишь после утвержде­ния их папой римск. Важнейшим документом II Ватикан, собора является пастырская конституция „О церкви в совр. мире („Gaudium et spes ). К. ц. называются по двум первым словам текста, традиционно написанного по-латыни.

КОНТ Опост (1798-1857) - франц. философ и социолог, осно­ватель позитивизма. Выступал против теологии и „метафизики , т. е. учения о сущности явлений, как двух преодоленных якобы стадий интеллект, развития чело­вечества. По К., высш. стадия раз­вития человечества - капитализм с его позитивным мировоззрени­ем. К. - ярый противник материа­лизма. Достижение обществ, гар­монии видел в создании „новой религии ,   культа   абстрактного высш. существа, под к-рым разу­мелось мистически трактуемое че­ловечество. Позитивистской „цер­кви предписывалось перевоспита­ние народа в антиреволюц. духе. Осн. соч. - „Курс позитивной философии (1830-1842).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Словарь Атеиста:

ХАД - ХУТ

ХАДЖЖ (араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом це­ремоний: прослушивание пропове­ди у горы Арафат, символич. мета­ние камней в дьявола, семикрат­ный обход вокруг Каабы, молитва, пи...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...