БА - БОГ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
БА - в др.-егип. религии один из элементов, составляющих человеч. сущность, душа, воплощение жизнен, силы. Изображалась в виде птицы с человеч. головой.
БАБИЗМ - учение мусульм. шиитской секты, возникшей в Иране в 40—50-х гг. 19 в. и придавшей религ. окраску широким народным восстаниям, направленным против гнета феодалов, шахского режима и экспансии иностр. капитала. Название произошло от прозвища основателя секты сейида Али Мохаммеда (1820-1850) - Баб, по-арабски „врата , через к-рые откроется путь истины и справедливости. Али Мохаммед проповедовал близкое пришествие мусульм. мессии - махди и идею периодич. воплощения божества в пророках. Осн. положения Б. изложены в книге „Беян („Откровение ), написанной Али Мохаммедом взамен Корана и шариата, к-рые он считал устаревшими. Бабиды проповедовали, что все люди равны, провозглашали освобождение от повинностей и налогов, равенство мужчин и женщин, необязательность ношения чадры; была попытка установления общности имущества и его уравнит. распределения. Б. жестоко преследовался. Али Мохаммед был расстрелян. Уцелевшие сектанты ушли в подполье или эмигрировали; среди них возникли новые течения, в т. ч. бехаизм.
БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ, самокрещенцы - одно из направлений нетовщины в старообрядчестве, имевшее распространение в Ср. Поволжье. Последователи Б. с. отрицали таинство священства и считали возможным совершение религ. обрядов (крещения, бракосочетания, отпевания) мирянами. Название согласия объясняется тем, что его взрослые последователи крестили сами себя, а детей крестили повивальные бабки.
БАЗАРОВ (наст, фамилия - Руднев) Владимир Александрович (1874-1939) - рус. философ и экономист, социал-демократ. В 1905 — 1907 примыкал к большевикам. В период реакции Б. проповедовал эмпириокритицизм. Ленин называл Б. „полуберклианцем, полуюмистом махистской секты (т. 18, с. 111). С махистской ревизией марксизма Б. связывал активную проповедь богостроительства, объявляя марксизм религ. системой, а религию - организующей силой социализма.
БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.
БАЗИЛИАНЕ, василиане - католич. монашеский орден, созданный, по церк. версии, Василием Великим в 4 в. Широко использовался папством для окатоличивания населения зап. областей Украины и Белоруссии после заключения Брестской унии (1596). В 18 в. орден превратился в крупного собственника, однако впоследствии утратил свои позиции. После Октябрьской революции принимал активное участие в антисов. акциях Ватикана. В наст. вр. бывшее униатское духовенство, оказавшееся в бурж. странах, пытается использовать Б. в борьбе за возрождение унии на Украине.
БАЛЬДР, Бальдер - бог весны и света в скандинавск. мифологии, один из распространенных во мн. др. религиях образов умирающих и воскресающих богов растительности.
БАПТИЗМ (от греч. baptizo - погружаю в воду) - одно из направлений протестантизма. Возн. в нач. 17 в. как протест, секта. Основателями его были англичане-конрегационалисты, бежавшие в Голландию от преследований англикан. церкви. В 1611 новое учение было сформулировано в „Исповедании веры англичан, проживающих в Амстердаме в Голландии . В нем прослеживается сильное влияние меннонитов, от к-рых и был заимствован обряд крещения взрослых. Идеология первонач. Б. выражала устремления радик. части мелкой буржуазии, выступавшей с требованием религ. свободы, веротерпимости, отделения церкви от гос-ва. В 1612 возн. первая баптист, община в Англии, а в 1639 - в Сев. Америке (Род-Айленд). Следуя традиции протестантизма, Б. единств, источником вероучения считает Библию, провозглашает личное спасение посредством веры в ,,искупит, жертву Иисуса Христа и „избрание верующих богом к спасению. Одна часть баптистов, следующая традиции кальвинизма, считает, что бог еще до сотворения мира, „от начала , предопределил одних людей („избранных ) к спасению, а др. - к гибели („частные , или „партикулярные , баптисты). Др. придерживаются арминианской традиции и полагают, что бог предопределил к спасению всех, кто уверовал в Христа („общие баптисты , в т. ч. еванг. христиане-баптисты в СССР). Б. исповедует принцип „всеобщего священства , отрицает духовенство как посредника между верующим и богом, не признает святых, мощей, икон, крестного знамения, монашества, церк. таинств, мелких церк. праздников. Обряды крещения и причащения (хлебопреломление) символизируют у баптистов веру человека, его преданность служению Христу. Б. признает только праздники, связанные с именем Христа, а также нек-рые специфич. праздники (напр., день жатвы, день единства у еванг. христиан-баптистов СССР). Общины управляются выборн. пресвитером и советом. С кон. 18 в. начинается широкое распространение Б., особенно в США. В 1905 был образован Всемирн. союз баптистов, центр к-рого находится в США. В наст, вр. баптист, орг-ции действуют во мн. странах Европы, в т. ч. и в социалистич., а также в странах Азии, Африки, Америки. В мире насчитывается более 31 млн. баптистов. Первые баптисты появились в России в 60-х гг. 19 в., их руководители выступали противниками революц. движения, поддерживали царизм. Они враждебно встретили Октябрьскую революцию. В сер. 20-х гг. переходят на позиции лояльности к Сов. власти. В 1944 объединились в один союз с еванг. христианами. В 1945 и 1947 к нему присоединяется часть пятидесятников и в 1963 - часть братских меннонитов. Орг-ция возглавляется Всесоюз. советом Еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ).
БАРТ Карл (1886-1968) - швейц. теолог-протестант, основатель диалектич. теологии. Призывал возродить подлинную евангелич. теологию, основывающуюся на традициях Лютера и Кальвина. В основе концепции Б. - идущее от Кьеркегора представление об абсолют. противоречии между человеком и богом, к-рое может преодолеть только бог, сообщающий человеку о себе с помощью слова, выраженного в проповедях Христа, в библ. текстах. Б. занимал антифашист. позицию, выступал против использования религиидля оправдания антикоммунистич. клерикализма, милитаризации. Основной труд – “Церковная догматика” (1932-1955).
БАРТОЛЬД Василий Владимирович (1869-1930) - известный сов. специалист по истории ислама, академик. Его труды („Халиф и султан , „Ислам , „Культура мусульманства , „Мусульманский мир , „Теократическая идея и светская власть в мусульманском мире и др.). богатые ценным конкр. материалом, являются важным источником для науч. религиоведения.
БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860) - нем. протест, теолог и историк раннего христианства, глава новотюбингенской школы в богословии. По своим фил ос. взглядам был гегельянцем. Ведущим началом в возникновении христианства считал борьбу направлений апостолов Петра и Павла. Б. внес определенный вклад в датировку и изучение истории отд. книг Нового завета.
БАУЭР Бруно (1809-1882) - нем. исследователь раннего христианства, философ-идеалист младогегельян. направления. Посвятил ряд работ критике Нового завета. Б. доказал, что христианство - духовный продукт греко-римск. культуры. Идейн. истоки христианства Б. усматривал в фи-лос.-богосл. творчестве Филона Александрийского и Сенеки. Осн. работы: „Критика Евангелия от Иоанна (1840), „Критика синоптических евангелий , т. 1-3 (1841-1842).
БАШКИН Матвей Семенович (свидетельства о нем относятся к периоду с 1547 по 1554) - рус. вольнодумец. На взгляды Б. оказали влияние идеи новгород.-моск. ереси. Однако в отличие от нее он отказался от в.-з. пророческой традиции и обосновывал свои взгляды принципами еванг. любви к ближнему. Б. выступал за отмену крепости, права, доказывая несовместимость его с христианством. Считал Христа не богом, а простым человеком, а иконы - идолами, отрицал необходимость церк. покаяния и справедливость притязаний церкви на политич. господство. Собор 1553 обвинил Б. в распространении ереси. Б. был заточен в Волоколамский монастырь.
БЕАТИФИКАЦИЯ (лат. beatus - блаженный и facio — делаю) - в католич. церкви акт причисления того или иного лица к лику блаженных. Б. рассматривается церковью как „низш. ступень , определенный этап в процессе подготовки канонизации. Право Б. принадлежит папе римск.
БЕБЕЛЬ Август (1840-1913) - ученик и последователь К. Маркса и Ф. Энгельса, деятель нем. и международ, рабочего движения. В. И. Ленин называл Б. „самым талантливым организатором и тактиком, самым влиятельным вождем международной, враждебной реформизму и оппортунизму, социал-демократии (т. 23, с. 364). Б. много внимания уделял проблемам атеизма. Он разоблачил бисмарковскую политику культуркампфа как попытку отвлечь массы от экономич. и политич. проблем, внес значит, вклад в исследование процесса возникновения христианства, показал, что оно появилось в ходе обусловленного определенными экономич. и соц.-политич. причинами широкого движения масс, что его догматика и культ складывались на протяжении длительного периода из элементов, содержащихся в распространенных в то время филос. и религ. системах. Б. выступал последовательным защитником марксизма в борьбе с оппортунистами, к-рые в кон. 19 в. начали усиленно пропагандировать примиренч. отношение к религии, соединение социализма с христианством.
БЕГГАРДЫ (муж.), БЕГИНКИ (жен.) - члены религ. общин, возникших ок. 1170 в Брабанте и распространившихся в Нидерландах, Германии, во Франции, в Сев. Италии, Польше, Богемии. Б., в основном выходцы из ремесленников, проповедовали бедность, общность имущества, безбрачие (хотя и могли вступить в брак, выйдя из общины), отрицали церк. и светскую власть, помогали больным, старикам, детям-сиротам. Б. были связаны с еретич. движениями амальрикан и лоллардов. В 14 в. общины Б. были запрещены. Б. подвергались преследованиям инквизиции. Отд. общины Б. существуют до сих пор (Брюгге, Бреда, Амстердам, Гент).
БЕГЛОПОПОВЦЫ - одно из направлений старообрядцев-поповцев, сформировавшееся в кон. 17 в. Свою церк. иерархию пополняли за счет правосл. духовенства, „перебегавшего в старообрядчество. Отсюда название Б. Сохранив догматику правосл. церкви, Б. разошлись с ней в деталях культа. В силу неоднородности соц. состава Б. распались на ряд согласий и толков. В нач. 18 в. Т. М. Лысениным было основано Дьяконово согласие (по имени его активного деятеля А. Дьякона), состоявшее в основном из представителей зажиточных слоев населения. В результате раскола этого согласия образовался новый толк Б. - перемазанцы, совершавшие над беглыми попами обряд миропомазания. В нач. 19 в. в посаде Лужки у г. Стародуба оформилось Лужково согласие, отличающееся от др. толков Б. тем, что в нем отменялась молитва за царя, запрещалось принимать присягу и нести воинск. службу. В 1923 Б. образовали свою церк. иерархию во главе с архиепископом. Духовный центр находится в г. Новозыбкове Брянск, обл. В наст. вр. Б. малочисленны.
БЕГУНСКИЙ ТОЛК, страннический толк - течение в беспоповском старообрядчестве, возникшее в кон. 18 в. В разных районах России его последователей именовали пустынниками, скрытниками, голбешниками (голбец - подполье). Сами верующие называют себя истинно-правосл. христианами странствующими (ИПХС). Основал Б. т. беглый солдат Евфимий, к-рый облек свой протест против крепостничества и соц. реформ Петра I в требование разрывa с „об-вом антихриста . Проповедуя близкий конец света, наставники Б. т. призывали не платить налогов, отказываться от военной службы, не получать документов как „явных знаков антихриста и др. „Спасение души для бегунов - это „вечное странство . Однако с нач. 19 в. эти требования перестали быть обязательными для всех последователей Б. т. Среди них появились люди, к-рые, давая обет странничества, проживают легально, содержат тайные молельни, кельи, их называют „жиловыми , „пристанодержателями , „христолюбцами . Лишь незадолго до смерти они обязаны прятаться в тайник. В наст. вр. малочисленные последователи Б. т. встречаются на Ср. Урале и в Вост. Сибири.
БЕДНЫЙ Демьян (наст, имя - Ефим Алексеевич Придворов, 1883-1945) - рус. сов. поэт и обществ, деятель. Значит, часть творчества Б. составляет антирелиг. сатира. В стих. Б. осмеивал корыстолюбие, сластолюбие и лицемерие служителей культа. В поэмах „Земля обетованная (1920), „Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна (1925), используя прием пародирования, Б. показывает внутр. противоречия „св. книг , лишает их ореола святости.
„БЕЗБОЖНИК - газета, орган Центр, совета Союза воинств, безбожников СССР, начала выходить 21 дек. 1922, сначала нерегулярно, в дальнейшем - раз в 3 месяца, потом - еженедельно. Перерыв в издании - с 1935 по 1 марта 1938, затем выходила до июня 1941. Почти бессменно редактором „Б. был Е. М. Ярославский.
„БЕЗБОЖНИК - журнал Центр, и Моск. области, советов Союза воинствующих безбожников. Выходил с 1925 по 1941. С 1926 по 1931 был двухнедельным, потом стал ежемесячным.
„БЕЗБОЖНИК У СТАНКА - журнал Моск. области, комитета ВКП(б). Выходил с 1923 по 1931.
БЕЗБРАЧИЕ - одно из проявлений религ. аскетизма, требование не вступать в брачный союз, предъявляемое в ряде церквей и сект к духовенству и верующим. В ряде религий Б. обязательно для монахов. В католич. церкви оформлено в виде догмата о целибате для священников. В православии священникам запрещается вступать во второй брак. С проповедью Б. выступали идеологи нек-рых сект, отличавшихся крайним фанатизмом (скопцы, хлысты и др.).
БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИЯ - обоснование требования нейтрального отношения к религии в процессе воспитания детей. Эта теория, осн. идеи к-рой восходят к франц. просветителям, в дореволюц. России была прогрессивной, т. к. имела целью борьбу против засилья религ. воспитания. Термин „Б. в. получил распространение после Великой Октябрь-ской социалистич. революции, кода Сов. власть приступила к организации образования широких масс трудящихся и в связи с этим встал вопрос об атеистич. воспитании в школе. Сторонники „Б. в. призывали отказаться от целена-правл. атеистич. воспитания, полагая, что социалистич. действительность и процесс обучения стихийно приведут к формированию атеистич. убеждений. Н. К. Крупская, осуждая подобный подход, предложила отказаться от термина „Б. в. ; она подчеркивала: „...идет речь не о нейтральном в отношении религии воспитании, а о внедрении в школу атеизма .
БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО — теологич. концепция христианства, получившая развитие гл. обр. в протест, теологии 20 в. Нем. протест, теолог Д. Бонхёффер провозгласил необходимость „нерелиг. интерпретации христ. веры в ставшем „совершеннолетним безрелиг. мире. Если К. Барт видел в религии человеч. феномен (создание человека) и для него Б. х. означало возврат к его божеств, сути, к самому „откровению , то Д. Бонх'ффер рассматривал религию как историч. феномен 20 в. Д. Бонхёффер рассматривал как период исчезновения религии. Конец религии означает конец традиц. религ. христианства, вообще релит, интерпретации жизни и истории. Согласно Д. Бонхёфферу: „Быть христианином не означает быть религиозным, а означает быть человеком .
БЕЙЛИСА ДЕЛО - судебный процесс, организованный в 1913 в Киеве царем, властями по необоснованному обвинению еврея М. Бейлиса в убийстве мальчика-христианина А. Ющинского в целях употребления его крови для изготовления мацы. Б. д. было проявлением черносотенной политики царского пр-ва и правосл. духовенства, старавшихся отвлечь массы от революц. движения организацией погромов, разжиганием антисемитизма. Прогресс, общественность России выступала против черносотенных измышлений. В результате Бейлис был оправдан по суду.
БЕЙЛЬ Пьер (1647-1706) - франц. философ, представитель свободомыслия и скептицизма. В гл. работе „Исторический и критический словарь (I том — 1695, II том - 1697) Б. показал, что Библия противоречит не только свидетельству современников, но и самой себе, что библ. чудеса так же невероятны, как и чудеса языч. религии, развенчал библ. образцы нравственности (Авраам, пророк Илья, царь Давид), высказав тезис о независимости нравственности от религ. убеждений, доказывал, что с т. зр. разума ни один довод в пользу религии не выдерживает критики.
БЕКЕР-ЭДДИ Мери (1821-1910) - основательница религ. движения Христианская наука (Christian science), сложившегося в США в поел, четв. 19 в. В 1875 выпустила книгу „Наука и здоровье , в к-рой изложила свое учение о „божеств, целении болезней , нашедшее множество приверженцев. Это учение, представляющее собой смесь самых невежественных представлений и крайнего мистицизма, имеет и поныне последователей в разных странах мира.
БЕКТАШИ (турецк. - твердый, как камень) — дервишекий орден в султанской Турции. Основателем его считается Хаджи Бекташи Вели, живший в 12 в. в Малой Азии. Верования и обряды Б. сложились из элементов шиизма и христианства. В подражание христ. троице Б. признают мусульм. троицу — Аллах, Мухаммед, Али. В 14— 16 вв. Б. усилили свое влияние на янычар, посещали их казармы, являлись их духовными наставниками. Б. пустили в Турции глубокие корни. Помимо Турции обосновались также в Албании.
БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848) - рус. революц. демократ, философ-материалист, литературный критик. Материализм у Б. сочетался с воинств, атеизмом. „В словах бог и религия, - писал он А. И. Герцену в 1845, - вижу тьму, мрак, цепи и кнут... (Поли. собр. соч. М., 1956, г. 12, с. 250). Знаменитое „Письмо к Гоголю В. И. Ленин назвал „одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору (т. 25, с. 94). Это - выдающийся документ рус. атеизма. Спасение России, по мнению Б., „не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства... права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение (Поли. собр.соч., т. 10, с. 213).
БЕЛЛА Роберт (р. 1927) - амер. социолог. Ряд работ посвящен проблемам социологии религии. Б. пытался создать схему эволюции религии, выделяя пять осн. этапов ее развития. Совр. этап эволюции религии характеризуется и, по Б., развитием религ. плюрализма, индивидуализацией религиозности. Приобрела известность концепция „гражд. религии , размиваемая Б. Эта религия, с его т. зр., должна сплотить всех американцев, независимо от их конфессион. и соц. принадлежности. В последних работах Б. апологетич. и теологич. тенденции еще более заметны.
БЕЛЛОНА - богиня войны в римск. мифологии, соответствует греч. Энионе. В храме Б. принимали полководцев, возвращавшихся и Рим с победой. В Малой Азии и Фракии Б. — лунное божество, культ к-рого был занесен в Рим. Постепенно оба культа Б. слились.
БЕЛОВОДСКАЯ ИЕРАРХИЯ - старообрядч. церковь, основанная и 70-х гг. 19 в. авантюристом Антоном Пикульским, выдававшим себя за епископа „беловодского поставления . Он использовал распространенную среди старообрядцев легенду о существовании Беловодья — богатой страны, находящейся якобы за Китаем, в океане на 70 островах. Там будто бы живут православные, к-рые имеют свои церкви, архиереев и даже патриарха. Эта легенда на протяжении 18-19 вв. влекла на безрезультатные поиски обетованной земли мн. старообрядцев. Пикульский распространял послания о своем „путешествии в Беловодье, „получении там архиерейского чина и „возвращении в Россию. При этом он утверждал, что простым смертным невозможно достигнуть Беловодья, и предлагал поверившим ему „спасение в России. В нач. 20 в. Б. и. распалась.
БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - крупнейшая старообрядч. церковь поповского направления, появление к-рой связано со стремлением отд. кругов старообрядчества создать свою высш. иерархию, обладающую канонич. правом посвящать в духовный сан, и т. о. покончить с зависимостью от никонианской церкви. Название происходит от с. Белая Криница (Австрийская Галиция), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Сторонники учреждения иерархии склонили бывшего босно-сараевского митрополита Амвросия присоединиться к старообрядчеству и в 1846 возглавить старообрядч. иерархию. Б. и. наряду с др. старообрядцами-поповцами была признана рогожской общиной перемазанцев в Москве, куда в 1853 был перенесен духовный центр поповцев. В наст. вр. Б. и. именуется ее приверженцами Старообрядч. архиепископией Московской и всея Руси, имеет в своем составе ряд епархий, возглавляемых епископами и объединяющих ок. 150 религ. об-в в различных районах СССР. Ежегодно издает Старообрядч. церк. календарь и др. духовную лит-ру.
БЕЛЯЕВ Евгений Александрович (1895-1964) - сов. историк. Известен рядом науч. исследований по истории араб, стран, обществ, роли ислама. Принимал активное участие в деятельности Союза воинств, безбожников, был членом редколлегии журнала „Наука и религия . Осн. труды: „Мусульманское сектантство (1957), „Арабы, ислам и арабский халифат (1965).
БЁМЕ Якоб (1575-1624) - нем. философ-мистик, представитель пантеизма. Рассматривал соотношение бога и мира как „самораскрытие бога в природе, как процесс диалектич. развертывания и борьбы противоположностей, что вело к отрицанию теологич. учения об акте божеств, творения, к отождествлению бога и природы, к учению о непосредственном присутствии бога во всей природе и в человеке. Учение Б. вело к независимости нравств. оценки человека от вероисповед. различий.
БЕНЕДИКТИНЦЫ - члены первого в Зап. Европе христ. монашеского ордена (основан Бенедиктом Нурсийским в 530). Устав Б. включает 3 обета - постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание. В 11 — 13 вв. Б. активно участвуют в миссионерской деятельности католич. церкви на славянских землях и в Прибалтике. С 17 в. одна из конгрегации Б. - мавристы - издает материалы по церк. истории. В 1893 папой Львом XIII основана конфедерация Б., поддержанная уставом Пия XII в 1952. В наст. вр. Б. - крупнейшая католич. орг-ция, состоящая из 18 конгрегации (и более сотни общин вне их), объединяющих св. 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.
БЕНЕФИЦИЙ (лат. beneficium - благодеяние) - в католич. церкви вознаграждение духовного лица доходной должностью или земельным участком. Обычай награждения священнослужителей Б. утвердился в 5 в.
БЁРБАНК Лютер (1849-1926) - мер. селекционер-дарвинист, создатель всемирно известного селекционного питомника Санта-Роза в Калифорнии. Б. занимался выведением новых сортов растений, за что подвергался резким нападкам со стороны церковников, утверждавших, что, если бы выведенные Б. формы были нужны, бог сам позаботился бы об их создании. Б. выступил в защиту учителя Скопса во время обезьяньего процесса.
БЕРГЕР Питер (р. 1929) - амер. социолог, один из гл. представителей т. н. феноменологич. направления в социологии. Занимается анализом релит, жизни США, историей и социологией религии. Б. пытается раскрыть соц. функции религии, главная из к-рых, с его т. зр., легитимация (т. е. оправдание) существующего порядка. В последних работах высказывает мысль, что с помощью религии можно решить соц. проблемы США. Осн. труды Б.: „Социальное истолкование реальности (1966, совместно с Т. Лукманом), „Пирамида жертв (1974) и др.
БЕРГСОН Анри (1859-1941) - франц. философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. В своих трудах Б. критиковал рационализм 17—18 вв. и совр. науки. В религии видел „оборонительную реакцию природы против разрушительной силы рассудка и основу „открытого общества и морали как любви ко всему человечеству. Бог выступает у Б. как „жизнен, порыв , творческая эволюция. Первоосновой всего сущего является „чистая , т. е. нематериальная, „длительность , познание к-рой доступно лишь интуиции, понимаемой как мистич. „постижение . Взгляды Б. оказали влияние на совр. теологич. концепции.
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - рус. религ. философ-идеалист, один из идеологов богоискательства. С 1922 — в эмиграции. Философия Б., характеризуемая обычно как разновидность религ. экзистенциализма, является одной из форм обоснования и апологии религ. миросозерцания. По мнению Б., природа и история — формы проявления первореальности, к-рую он называет духовно-иррациональным началом, несотворенной свободой. Эта свобода оказывается источником зла в мире. Гл. мысль теодицеи Б.; бог открывает себя миру, но не управляет им. Человек для своего спасения нуждается в боге, но и бог нуждается в человеке, к-рый преодолевает „падшее бытие и приближает богочеловеч. идеал. Однако последний может быть реализован лишь в плане эсхатологии. Поэтому история обладает смыслом, лишь поскольку она, рождая христ. мессианское сознание, приходит к концу, после чего возникает иной мир (т. е. вечное царство духа, свободы, бессмертия). В обществ.-политич. взглядах I). эволюционировал от „легального марксизма к антимарксизму, антикоммунизму и антисоветизму. Осн. соч.: „Философия свободного духа (1927), „О назначении человека (1931), „Опыт эсхатологической метафизики (1946), „Самопознание (1949).
БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) - англ. философ, субъективный идеалист, с 1734 епископ англикан. церкви. В своих сочинениях („Трактат о принципах человеческого знания (1710), „Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713), „Алсифрон (1732), „Сейрис (1744) и др.) стремился к опровержению материализма и атеизма, выступал против передовыx филос. и естественнонауч. теорий, в частности против гносеологии Локка и физики Ньютона, критиковал представителей англ. свободомыслия. Как показал В. И. Ленин, философия Б. явилась одним из источников эмпириокритицизма (см. .Материализм и эмпириокритицизм ).
БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (1090-1153) - франц. теолог, основоположник церк.-мистич. направления ср.-(век. христ. теологии, реакц. политич. деятель. Преследовал свободомыслие, был организатором осуждения Абеляра, Арнольда Брешианского, Жильбера Порретанского. Глава теократической партии во Франции, Б. К. был идеологом папства, утверждая примат духовной власти над светской. Канонизирован в 1174.
БЕРНАРДИНЦЫ - 1) второе название цистерцианцев, закрепившееся с 12 в. после реорганизации ордена, проведенной Бернаром Клервоским; 2) монахи-францисканцы, строго придерживавшиеся первонач. устава этого нищенствующего ордена, к-рые в 1453 осели в Польше при соборе св. Бернарда в Кракове.
БЕС — в др.-егип. религии бог веселья и пляски. В иудаизме, христианстве и др. религиях - злой дух, вселяющийся в человека или животное, чтобы мучить их. Вера в Б. обуслословлена непониманием природы психич. заболеваний.
БЕСКОНЕЧНОСТЬ МИРА - понятие, сформировавшееся в процессе борьбы материализма против религ. понимания мира как божеств, творения. Уже у др.-греч. мыслителей 6 в. до н. э. Анаксимандра и Анаксимена была идея о беспредельности изначальной материальной первоосновы мира. Античные атомисты Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар были убеждены, что Вселенная бесконечна, ибо в ней в беспредельной пустоте бесчисленное множество вечно существующих мельчайших неделимых частиц - атомов, к-рые движутся во всех направлениях», образуя в результате столкновений и соединений бесчисленные миры. В Новое время Д. Бруно, Б. Спиноза, отвергая пустоту, считали, что основу мира составляет извечная, беспредельно протяженная, внутренне активная материальная субстанция, дающая начало бесчисленным вещам. Они выражали эту идею в форме пантеизма, отождествляя природу с богом. В 16-17 вв. под влиянием успехов механики, астрономии, физики среди большинства мыслителей-материалистов утвердилась механистич. концепция Б. м. Она признавала существование не имеющего ни начала, ни конца во времени беспредельно протяженного пространства, в к-ром движутся состоящие из неразрушимых атомов различные по размерам тела и их системы. Механистич. концепция отражала реальную Б. м. упрощенно, абсолютизируя количеств, аспект и оставляя в стороне качеств, многообразие материи. Марксистское понимание Б. м. вытекает из обобщения всех достижений естествознания. Б. м. проявляется в неисчерпаемом качеств, многообразии видов движущейся материи, структурных уровней ее самоорганизации, в многообразии присущих ей форм движения, пространства и времени, свойств и законов, в не имеющем ни начала, ни конца существовании материи и ее атрибутов.
БЕСПОПОВЩИНА - направление в старообрядчестве, возникшее в кон. 17 в. Последователи Б. отвергли церк. иерархию. Наставники беспоповцев избираются из мирян. Из всех христ. таинств беспоповцы сохранили два: крещение и исповедь. Их наряду с богослужением совершают наставники. Соц. и внутрицерк. противоречия привели к образованию в Б. многочисленных толков и согласий. Так, длительный спор о признании таинства брака завершился разделением на т. н. безбрачников, или федосеевцев, и брачников, у к-рых таинство брака стали совершать наставники. Крайний фанатизм среди своих последователей насаждали идеологи спасовского толка, возникшего в Керженских скитах. В качестве выхода из „царства антихриста они указывали верующим путь самоубийств и самосожжений. В 18 в. образовались поморский толк (даниловцы), филипповский толк, а в кон. 18 в. сформировался бегунский (страннический) толк. За годы Сов. власти мн. объединения беспоповцев распались. В наст. вр. незначительное количество их последователей сохранилось в Прибалтике, РСФСР, УССР и БССР. Наибольшим влиянием среди беспоповцев пользуются поморцы-брачники в Литовск. ССР, руководимые Высш. старообрядч. советом в г. Вильнюсе.
БЕССМЕРТИЕ - в мифологии и религии - фантастич. качество, к-рым наделяются сверхъестеств. безначальные существа (бог монотеистич. религий, особенно иудаизма, христианства, ислама), а также фантастич. мифологич. персонажи, возникающие в развитии универсума или сотворенные однажды божеством (духи, боги этнич. религий, ангелы и т. п.). Б. человека в подавляющем большинстве религ. учений предстает как Б. души — продолжение существования особой сверхъестеств., нематериальной сущности человека после смерти тела. Б. души дополняется в ряде религий учением о перевоплощениях душ, а в иудаизме, христианстве и исламе — учением о всеобщем воскресении мертвых, вечном блаженном существовании праведников и вечном мучении грешников. Вера в Б. является иллюзорной компенсацией не только ограниченности и конечности человеч. существования, но прежде всего бессилия человека клас-антагонистич. об-ва перед стихийными природными и соц. силами, эксплуатацией и клас. угнетением. В родоплемен. религиях жизнь души после смерти человека представлялась продолжением земной жизни, а нек-рые народы не знали понятия Б. души (напр., др. евреи до 2 в. до н. э.). Учение о Б. как неуничтожимое™ или вечном существовании сверхъестеств. персонажей появляется лишь в теологии развитых религий клас. об-ва. В сов р. протест, и католич. теологии происходит переосмысление учения о Б. души, высказывания о Б. и вечной жизни рассматриваются как символы, смысл к-рых состоит в акте веры. В протестантизме известны направления (адвентизм, иеговизм), формально отрицающие Б. души. Однако все эти религ. течения сохраняют учение о сверхъестеств. продолжении существования личности, связанное с идеей загробного воздаяния. Устранение иллюзорной перспективы вечного существования не означает утраты ценности жизни, достоинство к-рой создает не вымысел о личном Б., а осознание человеком своей неповторимости, своего вклада в созидание лучшего будущего. Подлинное Б. человека состоит в сохранении результатов его деятельности.
БЕХАИЗМ - религ.-политич. течение, возникшее в сер. 19 в. в Ираке среди последователей бабизма, бежавших из Ирана после подавлений их восстаний шахскими властями. Основатель Б. Мирза Хусейн Али Нури, по прозвищу к-рого - Бехаулла („Блеск божий ) - течение получило свое название, устранил из бабизма все революц.-демократич. идеи, выступил за примирение с шахской властью, сохранение частной собственности и соц. неравенства. Пацифист, проповедь братства всех людей и народов, с к-рой выступал Б., на деле означала призыв к отказу от клас. и нац.-освободит. борьбы и выражала интересы компрадорской иранск. буржуазии.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857 — 1927) - рус. невропатолог, психиатр, психолог и физиолог, автор трудов по морфологии и физиологии нервной системы. В 1907 Б. выступил за объективную психологию, основанную на изучении объективно наблюдаемых реакций организма, что сыграло положит, роль в борьбе с идеализмом в психологии. Б. занимался изучением возможностей применения гипноза в лечебных целях. Осн. работы: „Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение (Спб., 1911), „Мозг и его деятельность (М.-Л., 1928).
„БЕЯН - см. Бабизм.
БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ - см. Археология библейская.
БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА - науч. анализ и исследование библ. книг по их содержанию и форме. Существуют 2 осн. направления Б. к.: историч. и рационалистич. Историч. Б. к. ставит своей задачей исследование и освещение происхождения библ. текста, отд. библ. книг и их комплексов; выяснение историч. условий, в к-рых они появились, установление аналогий со св. книгами др. религий. Она использует все имеющиеся в распоряжении науки археологич., общеисторич. и филологич. материалы. Важным условием плодотворности этой работы является ее независимость от предвзятых схем церк. и синагог, „историографии . Историч. Б. к. зародилась в 16 в. Первым печатным трудом, в к-ром были поставлены осн. проблемы историч. критики Ветхого завета и намечены верные направления их решения, был „Богословско-политический трактат Спинозы (1670). В дальнейшем Б. к. нашла свое плодотворное развитие в трудах Ж. Астрюка, В. Де Ветте, Ю. Вельхаузена, Г. Графа, Э. Рейса, Г. Гункеля. Из марксистских ученых, занимавшихся проблемами в.-з. историч. критики, следует назвать П. Лафарга, Н. М. Никольского, И. Г. Франк-Каменецкого, А. Б.Рановича, И. Тренчени-Вальдапфеля. Их исследованиями установлено, что записывать текст Ветхого завета, отд. элементы к-рого ранее хранились в устной традиции, начали в 9 в. до н. э. Процесс этот продолжался до 2 в. до н. э. Б. к. установила относит., а в ряде случаев абсолют, хронологию книг Ветхого завета и отд. частей их. Развитие н.-з. историч. критики относится к 19 в. Много сделали для него протест, теологи тюбингенской школы, особенно Ф. К. Баур, а также младогегельянцы Д. Ф. Штраус и Б. Бауэр, к-рым принадлежит гл. заслуга в формировании и обосновании науч. концепции происхождения книг Нового завета. Опираясь на их исследования, в особенности на работы Б. Бауэра, Ф. Энгельс создал ряд работ по истории раннего христианства. В кон. 19 в. выступил ряд исследователей, объединяемых общей идеей отрицания историчности Христа, — представители т. н. мифологич. школы: А. Ломан, А. Пирсон, Д. М. Робертсон, А. Древе, А. Немоевский. В 20 в. их традиции продолжали П. Л. Кушу, П. Альфарик, Г. Брандес и др. Из сов: ученых следует указать в этой связи А. Б. Ранови-ча, С. И. Ковалева, Я. А. Ленцмана. Рационалистич. Б. к. направлена на установление несостоятельности почитания Библии как объекта религ. веры, как богодухн. произведения. Истоки рационалистич. Б. к. ведут к древности, к фигурам Целъса и Юлиана Отступника.
В Новое время интересные образцы рационалистич. Б. к. мы находим во фрагментах из Г. С. Реймаруса, изданных Лессингом. Классич. образцы рационалистич. Б. к. содержатся у франц. просветителей: Ж. Мелье, Ф. М. А. Вольтера, П. Гольбаха, П. Марешаля и др. В сов. лит-ре много сделали в этой области Е. М. Ярославский и И. И. Скворцов-Степанов. Сов. науч.-атеистич. пропаганда, не ограничиваясь к.-л. одним направлением Б. к., опирается на все достижения совр. науки.
БИБЛЕЙСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - противоречащие один другому по смыслу тексты Библии. Религ. учение о богодухновенности Библии означает однозначность и непротиворечивость всего текста и отд. частей Библии, ибо источник и автор всех текстов, входящих в нее, один и тот же - св. дух. На деле оказывается, что существует огромное количество смысловых противоречий как между различными библ. книгами, так и внутри этих книг. Б. п. можно классифицировать по следующим группам: 1) относящиеся к конкр. фактам; 2) по-разному освещающие суть учения христианства и иудаизма; 3) противоречиво наставляющие людей в их жизнен, поведении. Напр., в книге Бытие имеются 2 различных повествования о сотворении мира и человека, фактич. противоречия в сказании о потопе, о народной переписи, произведенной царем Давидом и др. Много фактич. противоречий и в Новом завете, в часта, между разными евангелиями. Совершенно различны 2 родословные Иисуса, приводимые в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф. 1:2-17, Лк. 3:23-38). По Матфею, детство Иисуса прошло в Египте (2:13-20), а по Луке - в Назарете (2:39). В 4 евангелиях даются 4 варианта надписи на кресте Иисуса. А вот примеры противоречивости текстов, раскрывающих учение церкви: „...земля пребывает во веки (Еккл. 1:4); она „не поколеблется во веки и веки (Пс. 103:5); в то же время: „Земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10); „Всякий, рожденный от бога... не может грешить (1 Ин. 3:9); в то же время: „...ибо нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8:46). Многочисленные противоречия текстов Ветхого завета и Нового завета по вопросам морали могут быть сведены к одной проблеме: можно ли подавлять зло злом, насилие - насилием? Ответы даются такие: не только можно, но и необходимо; ни в коем случае нельзя. Можно ли убивать, грабить? Ни в коем случае; не только можно, но и в ряде случаев предписано богом. Причина такой противоречивости библ. текстов и учений заключается в том, что в них отразились воззрения и представления разных поколений людей, живших на протяжении целого тысячелетия, различных соц.-клас. группировок и авторов.
БИБЛИЯ (греч. biblia - книги) - вод книг, составляющих св. писание христ., а в своей первой части (Ветхий завет) - также и иуд. религии. Всего вместе с неканонич. книгами Ветхого завета Б. насчитывает 77 книг; многие из них содержат всего лишь по нескольку страниц. По своему содержанию и по форме библ. книги чрезвычайно разнообразны. Ориг. языки Б. - др.-евр., арамейск. (в незначит, части) и греч.-койне (Новый завет). К наст. вр. Б. переведена практически на все языки мира. Христ. церкви и их миссионерские об-ва ведут активную работу по распространению Б. Они рекламируют ее как книгу книг, продукт божеств, откровения, источник абсолют, и непогрешимой истины, внушенной человеку богом, в христианстве — через св. духа. Фантастичность и бессмысленность мн. сюжетов и сказаний Б., а также вытекающих из них этич. поучений делают явно неприемлемым для сознания совр. человека признание божеств, происхождения Б. На помощь церк. экзегетике приходят разные формы невербальной („не дословной ) трактовки смысла библ. текста, пользующейся различными приемами его аллегорич., метафорич., аналогич. и т. д. толкований, рассчитанными на спасение репутации Б. как богооткровенной книги. Наиболее распространенным приемом модернизации смысла библ. текста является теория т. н. про-грес. (последовательного) откровения, по к-рой бог сообщал людям библ. истину постепенно, по мере их культурн. и нравств. созревания в ходе историч. развития, и в тех формах, к-рые были доступны их восприятию и пониманию. При этом остается нерешенным вопрос о том, где зафиксированы истины библ. откровения в адекватном совр. сознанию виде. Католич. церковь видит решение этого вопроса в своем учении о св. предании, якобы правомочном не только любым образом в соответствии с мнением церкви интерпретировать Б., но и дополнять ее учение. Вместе с тем во всех христ. и иуд. конфессиях достаточно сильны группировки церк. и синагог, руководителей и богословов, отстаивающих вербальное (дословное) толкование библ. текста. Эта позиция носит название фундаментализма. В своем действительном, а не вымышленном при помощи экзегетич. ухищрений смысле текст библ. книг отражает содержание и уровень обществ, сознания людей того времени, когда соответств. книги появились, причем многое из их содержания до того, как оно было зафиксировано письменно, сохранялось в устной традиции и неоднократно подвергалось изменениям. Вносились изменения и в тексты, так что в различных др. рукописях библ. книг обнаруживается большое количество разночтений. Тот вид, к-рый имеют теперь библ. книги, придан им в средние века. Деление их текста на главы было произведено лишь в 13 в. кардиналом Стефаном Ленгтоном, а деление глав на стихи и нумерация последних принадлежат парижскому печатнику 16 в. Роберу Стефану. В в.-з. части это деление было с незначит, изменениями принято и иудаизмом.
БИРУНИ Абу-Рейхан Мухаммед (973 - ок. 1050) - ученый, мыслитель и обществ, деятель ср.-век. Востока. Родился в окрестностях Хорезма (ныне Узбекская ССР), оставил труды по астрономии, математике, минералогии, геодезии и др. отраслям естествознания. Подобно мн. деятелям средневековья, Б. в прямой форме не отрицал „первотворенье , но считал, что в дальнейшем развитие мира происходит по естеств. законам, без вмешательства к.-л. сверхъ-естеств. силы. Как ученый, он объяснял явления природы естеств. причинами.
БИЧУЮЩИЕСЯ - см. Флагелланты.
БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831-1891) - основательница „Теософского общества (1875). Объявив себя избранницей „великого духовного начала и ученицей (челой) братства тибетских махатм („хранителей сокровенных знаний ), выступила с проповедью мистич. теософск. учения (см. Теософия). Прибегая к мистификации и откровенному жульничеству, сумела приобрести десятки тыс. последователей в разных странах мира, в частности в Англии, Франции, Индии, США. Несмотря на то что обман Б. был не раз публично разоблачен, ее идеи продолжают и поныне разделять мистич. настроенные люди.
БЛАГО - в этике и философии все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, представляет ценность для человека. Противоположность Б. - отрицательная ценность, зло (см. Добро и зло).
БЛАГОВЕСТ - один из видов церк. колокольного звона, отличающийся от перезвона и трезвона тем, что производится в один колокол. Б. верующие призываются на богослужение, что является для них, с т. зр. церкви, радостью, благом (отсюда название Б.).
БЛАГОВЕЩЕНИЕ - христ. праздник, в православии относится к числу двунадесятых. Отмечается 25 марта (7 апреля). В его основе лежит еванг. миф о том, как архангел Гавриил сообщил деве Марии „благую весть о грядущем рождении у нее божеств. младенца. Рассматривая это событие как одно из важнейших в осуществлении плана спасения человечества, правосл. богословы подчеркивают, что „в этот день положено начало таинств, общению бога с человеками . Отсюда и особая значимость праздника для верующих. Празднование Б. установлено в христ. церкви в 4 в., после того, как стало самостоятельно отмечаться рождество Христово. Дату Б. установили, отсчитав от рождества вспять 9 месяцев. На Руси Б. совпало по времени с началом весеннего сева. Правосл. церковь попыталась связать этот праздник с заботами земледельцев, внушая им, что судьба урожая во многом зависит от помощи богородицы, к к-рой следует обращаться с молитвами в день Б.
БЛАГОДАТЬ (греч. charisma, лат. gratia) - по религ. представлениям, особая божеств, сила, якобы ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. В христианстве западные отцы церкви считали Б. единств, условием спасения, а восточные — допускали наряду с Б. и свободу воли. Первая т. зр. была обоснована в 5 в. Августином Блаженным. Ей противостояло учение Пелагия, допускающее возможность спасения без помощи Б. Христианство приняло т. зр. Августина, но с признанием определенного участия в процессе спасения и человеч. воли. Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство, чем обосновывается решающая роль иерархии церк. в процессе спасения. Протестанты признают возможность не-посредств. получения Б. любым верующим. Своим учением о Б. религия культивирует у своих приверженцев неверие в способность человека собств. силами добиться духовно-нравств. совершенства.
БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ - условн. знак рукой (или возложение на голову благославляемого обеих рук) с пожеланием успеха, счастья, долголетия человеку. Бытовая и культовая практика Б. восходит к родоплемен. об-вам с развитым предков культом, почитанием старейшин и вождей. Вера в благодатную, могуществ. силу слова предков, патриархов, основателей рода, главы семьи дожила до последнего времени и нашла выражение в форме Б. родителями детей в разных случаях жизни. Широко используется в культовой практике мн. религ. направлений. В христианстве Б. толкуется как передача („пре-подание ) священником божеств. благодати верующим.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ вспомоществование неимущим („страждущим и „нуждающимся ), поощряемое христианством и вошедшее как один из догматов (закят) в систему ислама. Христианство проповедью Б. пыталось примирить соц.-клас. антагонизм между угнетателями и угнетенными и закрепить соц. неравенство между людьми. Генетически Б. своими корнями переплетается с таким соц.-психологич. институтом, как милостыня.
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОБМАН - восходящая к отцам церкви морально-теологич. доктрина о допустимости сознат. обмана для „вящей славы божьей и спасения души. Наиболее четкое и циничное выражение Б. о. получил у иезуитов с их принципом „цель оправдывает средства . Церковь учит, что высш. цель компенсирует грех лжи во имя победы над более тяжким грехом неверия. Б. о. активно используется для защиты самых аморальных методов, вроде фабрикации чудес и реликвий, подделки историч. документов, нарушения тайны исповеди и т. д. Теория и практика Б. о., как одно из самых ярких проявлений религ. ханжества, на протяжении веков служили объектом апологетич. усилий богословов и беспощадной критики со стороны свободомыслия и атеизма.
БЛАГОЧЕСТИЕ - религиозность, набожность, „истинное богопочитание . Согласно „Пространному христианскому катихизису , Б. означает: „во-первых, знать бога, во-вторых, почитать бога . В Коране Б. определяется как покорность (3:17).
БЛАГОЧИННЫЙ - адм.-судебное должностное лицо в правосл. церкви, помощник епископа, осуществляющий надзор за церквами и духовенством одного из районов епархии - благочиния (от 10 до 30 церквей). Должность введена при Петре I. „Духовным регламентом 1719 в обязанность Б. вменялось доносить епископу о состоянии дел в приходах, о поведении церковников. Позднее утвердилась должность старших Б., призванных осуществлять надзор за Б. Кроме того, имеются Б. монастырей для надзора за настоятелями монастырей и монахами.
БЛАЖЕННЫЕ - особый разряд подвижников в католицизме и православии. В православии Б. - юродивые и нек-рые святые; в католицизме - лица, после их смерти объявленные папой римск. „богоугодными .
БЛАЖЕНСТВО - в религ. мировоззрении и морали - высш. счастье, даруемое сверхъестеств. силами человеку (его душе), „стяжание небесных радостей (или достижение нирваны) в воздаяние за веру. Высш. и вечное Б., как правило, достигается лишь после смерти, в раю. В христианстве пути достижения Б. указаны в т. н. „заповедях Б. , в Нагорной проповеди Христа (Матф. 5:3-12). Религ. учение о Б. носит ярко выраженный соц.-клас. характер, т. к. дает угнетенным призрачное утешение, отвращает их от реальной жизни, что, разумеется, выгодно эксплуататорам. Оно переносит на небо компенсацию за испытанные лишения, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих лишений на земле. Новейшие попытки модернизировать религ. учение о Б., сблизив его с земным счастьем, не меняют его мистич. и антигуманной сущности.
БЛОНДЕЛЬ Морис (1861-1949) - франц. католич. философ, представитель модернист, течения в католицизме; примыкает к неоавгустинизму (в учении о том, что вера в бога внутренне присуща человеку) и интуитивизму (в своей „философии действия , утверждающей примат интуитив. принятия благодати веры). Б. отстаивал тезис о том, что наука без дополнения ее религией не способна постичь сущность вещей.
БОГ - иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенной личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собств. волей. В иудаизме - Яхве, христианстве - троица (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой), в исламе - Аллах, в индуизме - Брахма, Вишну, Шива, в зороастризме -Ахурамазда и т. п. Представление о Б. как о личном и сверхприрод, является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В политеизме фигурируют сотни богов, один из к-рых обычно выступает как гл. Б. В монотеизме вера в единого и всемогущего Б. - гл. религ. догмат. С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий возн. религ.-филос. учение о Б. — теология. Б. становится не только предметом веры и культа, но и понятием идеалистич. философии. Представление о богах возн. в процессе эволюции религии и связано с переходом от ее первобытн. форм (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия) к олицетворению сил природы. Разложение первобытнооб-щин. строя и возникновение межплемен, союзов, классов и гос-в обусловили утверждение геноте-изма — приоритета богов тех племен, к-рые заняли доминирующее положение в новой общности людей. Мардук, Осирис, Яхве, Зевс, Юпитер, Перун стали верховными богами, тогда как боги др. племенстали покровителями отд. видов хоз. деятельности. Попытки объяснить причины возникновения идеи Б. известны с глубокой древности. В античном мире связывали возникновение представлений о Б. с неумением объяснить стихийн. явления природы, выводили эту идею из обожествления вождей, царей, крупных военачальников и политич. деятелей, представляли ее как хитроумную выдумку жрецов, использующих идею Б. для упрочения своего положения в об-ве. Мн. выдающиеся мыслители средних веков и Нового времени считали идею Б. следствием обмана и невежества людей, принимавших за реальность фантастич. связь причин и следствий. В 19-20 вв. в бурж. религиоведении получила распространение мифологии, школа, считавшая представления о Б. результатом олицетворения кос-мич. явлений, анимистич. школа (Э. Тайлор, Г. Спенсер), трактовавшая идею Б. как эволюцию представлений о душе, социологич. школа (Э. Дюркгейм), утверждавшая, что Б. — это символ, в к-ром об-во обожествляет само себя. Плодотворными были попытки раскрыть психологич. основы возникновения идеи Б. (Л. Фейербах). Все теории происхождения идеи Б. противостояли богосл. постулату о врожденности и вечности божеств, идеи, но только атеизм марксистский раскрыл на основе всесторонних науч. данных соц. и гносеологич. причины возникновения идеи Б., условия эволюции и угасания этой идеи, ее несостоятельность и реакционность, соц. роль и клас. содержание. „Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу (Ленин В. И. ПСС, т. 48, с. 232). Кризис всех совр. религий непосредственно связан с утратой веры в Б. широк, массами. Признавая реальность этого процесса, священнослужители и богословы предлагают различные способы обновления традиц. теистич. концепций, формулируют модернизированные представления о Б.
БОГДО-ГЭГЭН (монг. „богд - святой, священный; „гэгэн - светлый), богдо-хан, богдо - титул верховного правителя ламаист, церкви в Монголии, установленный в 17-м в. Б.-Г. почитался как живой бог (хубилган). В 1924 умер последний Б.-Г. Чзабцун Дамба хутухты.
БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ - см. Чешские братья.
БОГОБОРЧЕСТВО - негативное отношение индивида к сверхъес-теств. силам, признаваемым существующими. В основе Б. - неприятие „превратного мира, к-рый представляется богоборцу несовместимым с идеей блага. Бог объявляется причиной зла в мире. Б. дискредитировало христ. идею греховности человека как причины несовершенства соц. отношений. „Вина человека, якобы обусловленная первородным грехом, трансформируется в Б. в вину бога. Б. отрицает нек-рые черты ре-лиг.-этич. идеала: смирение, безропотное приятие страданий. Недаром выступления трудовых низов против господств, классов нередко психологич. подготавливались богоборч. идеями. С развитием секуляризации идеи Б. используются в светской культуре; фигура богоборца становится символом стремления к свободе и переустройству мира (напр., в творчестве Байрона, Лермонтова и др.). Иногда Б. (напр., у Ницше или у т. н. богоборч. экзистенциалистов) выступает как форма утверждения права индивида на „своеволие .
БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, страх божий - переживание человека, связанное с фактом возможного нарушения им предписаний религ. и уверенностью, что за этим последует возмездие со стороны сверхъестеств. сил. Б. является одним из проявлений религиозности, обусловлена учением религии о полной зависимости судьбы человека от воли бога и системой жестких религ. предписаний, малейшее нарушение к-рых грозит якобы человеку вечными муками ада. Служители культа, стремясь усилить влияние религии, всемерно способствуют утверждению и усилению Б. верующих, объявляя ее одной из религ. добродетелей.
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ - религ. концепция, утверждающая, что ,,св. книги даны людям богом или богами в виде откровения. Сторонники иудаизма считают бо-годухн. Ветхий завет, христиане — Ветхий и Новый заветы, мусульмане - Коран, буддисты - тексты Трипитаки и т. д. Науч. критика показала, что все эти книги являются памятниками культуры, возникшими в определенную историч. эпоху и имеющими земных авторов. В христ. богословии высказывались различные т. зр. на Б. Библии. Часть богословов (Афинагор, Юстин Мученик, Тертуллиан, богословы старой протест, школы 17 в.) считали, что в Библии богодухновенно не только содержание, но и каждое слово, каждая буква. Др. богословы (Ориген, Епифаний, Исроним, Василий Великий, Иоанн Златоуст) аллегорически толковали нек-рые места Библии. Третья I. зр. высказывается богословами-модернистами, стремящимися ограничить Б. библ. книг их общим содержанием.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религ.-идеологич. течение, возникшее в нач. 20 в. в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции - литераторы, философы, религ.-церк. деятели (Д. Мережковский, Н. Минский, П. Перцов, В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Тернавцев и др.). Богоискатели критиковали социалистич. теории, прежде всего марксизм и его филос. принципы, отстаивали религ.-идеалистич. миросозерцание. Понимая, что христ. церковь (в т. ч. и правосл.) скомпрометировала себя апологией господств, порядков, богоискатели стали говорить о необходимости выработать новое религ. сознание, неохристианство, о поисках бога, соответствующего современности.
Появились теории мистич. реализма, анархизма, соборного индивидуализма и т. п. Цель этого мифотворчества заключалась в том, чтобы блокировать растущее влияние науч. социализма на прогрес. слои интеллигенции, на передовую часть рабочего класса. По мнению сторонников Б., соц. движения, вся культура могут быть плодотворны только в том случае, если через них будет осуществляться идеал христ. общественности, т. е. идеал богочеловечества, если дело соц. преобразования освободится от „политич. окраски и станет делом религ. Тогда учение о революции и клас. борьбе делается просто излишним. Идеи богоискателей изложены в сб. „Вехи (1909) и „Из глубины (1918). Науч. оценка Б. дана в трудах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и др. марксистов.
БОГОМИЛЬСТВО (по имени священника Богомила) — антифеод, движение в форме религ. ереси, отразившее настроения крепост. крестьян и городской бедноты. Возн. в Болгарии в 10 в., Б. получило распространение в 11 в. в Сербии, Хорватии и нек-рых др. странах. Противник Б. пресвитер Козьма писал: „Хуля богатых, учат своих не подчиняться хозяевам, ненавидят царя... приказывают каждому слуге не работать на своего господина . Б. выдвинуло идею обществ, собственности в духе потребит, коммунизма. Гл. книга Б. — т. н. „Иоанново евангелие („Тайная книга ). В основе учения - дуализм, восходящий к манихейству и павликианству. Богомилы отвергали церк. таинства и обряды, рассматривая их как действия, лишенные мистич. смысла, выступали против почитания креста, икон и мощей, но сохраняли молитву. Б. распадалось на ряд направлений: большинство участвовало в крестьян, восстаниях и нац.-освободит. движении против визант. ига; часть богомилов отвергали насилие, призывали к смирению. В 14 в. Б. превратилось в секту, объединявшую часть духовенства и горожан. Б. повлияло на зап.-европ. ереси.
БОГОМОЛОВ Алексей Сергеевич (1927-1983) - видный сов. ученый, автор ряда работ по критике совр. бурж. и релит, философии, по истории атеизма и свободомыслия. Фундаментальный характер носят его исследования: „Немецкая буржуазная философия после 1865 года (1969), „Английская буржуазная философия XX века (1973), „Буржуазная философия США XX века (1974). Под редакцией Б. в 1977 издан сборник „Современная буржуазная философия и религия .
БОГОПОДОБИЕ - категория христ. антропологии, согласно к-рой бог сотворил человека по своему образу и подобию, но это изначальное Б. было разрушено грехопадением. Надежду на восстановление Б. (т. н. оббжение) дает, по христ. учению, Христос своим вочеловечением, смертью, воскресением и победой над грехом. Доктрина Б. используется для проповеди подражания Христу, т. е. укрепления в вере и пр. религ. добродетелях. Идея Б. внутренне противоречива, т. к. Б. утверждается наряду со всяческим уничижением человека. Новейшие попытки усмотреть в доктрине Б. гуманизм несостоятельны, т. к. неотъемлемое от нее представление о возрастании „духовного начала на пути к полному отказу от земного означает игнорирование реальной природы человека.
БОГОПОЗНАНИЕ - богосл. и ре-лиг.-филос. понятие, означающее возможность, пределы и пути постижения божеств, сущности человеком. Традиционно христ. т. зр. по этому вопросу сводится к утверждению, что бог непостижим для человеч. разума и может быть познан только в той мере, в какой он сам раскрывает себя в посюстороннем мире. Различные концепции Б. имеют целью восполнить недостаточность т. н. рациональных доказательств бытия бога, к-рые в конечном счете сводятся к онтологич. доказательству, содержащему ту логическую ошибку, что существование бога выводится из наличия представлений о его существовании. Гл. задачей всех разновидностей Б. является утверждение бытия бога посредством определения его осн. качеств, особенностей. Христ. теология выделяет естеств. и откровенный путь Б. Первый сводится к рационалистич. обоснованию божеств, свойств, построенных на извращенном истолковании различных аспектов реальной действительности. Второй (называется также путем опытного Б.) опирается на признание библ. рассказов о боге непререкаемой истиной, на переживание верующими „божеств, присутствия , на „озарение , чувство благоговения человека перед божеств, величием, на наличие самой веры. Совр. теологи ввиду неудовлетворенности верующих ортодокс, схемами теизма предлагают перейти к новым символам выражения божеств, реальности. Они предпринимают попытки разработать новый язык Б., адекватный представлениям человека нашего времени, сформулировать новые принципы герменевтики, понятные миру, где господствуют секулярные идеи. В этом вопросе богословы апеллируют к религ. философии, охотно принимают и берут на вооружение ранее осуждавшийся пантеизм, поддерживают такие представления, в к-рых бог перестает быть статичным, потусторонним, антропоморф. существом, а выступает в роли дина-мич. начала, имманентного всем сферам соц. и духовной жизни об-ва и человека.
БОГОРАЗ Владимир Германович (псевдоним - Тан Н. А., 1865— 1936) — рус. и сов. этнограф, историк религии, лингвист. Как участник народовольч. движения в 1890-1898 отбывал ссылку на Колыме, где изучал быт и верования народов Крайнего Севера. В его монографии „Чукчи содержится глубокое исследование шаманства. Руководил организацией ленинградского Музея истории религии и атеизма и был его первым директором.
БОГОРОДИЦА, БОГОМАТЕРЬ - в христианстве - богиня-мать, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия во исполнение „божеств, плана спасения человечества. Культ Богородицы сложился под влиянием языч. культов богинь плодородия, матерей „божеств, младенцев , таких, как егип. Пси-да, вавилон. Иштар, финик. Астарта и др. Он был тесно связан с представлениями об умирающем и воскресающем божестве. В христианстве долгое время велись, споры между богословами, следует ли считать деву Марию богородицей. Дева Мария была объявлена христ. богословами „пречистой , „вечной девственницей (вопреки упоминанию в Новом завете о братьях Христа). На вселенском соборе 431 дева Мария была официально признана богородицей. В католицизме, где культ богородицы (мадонны) наиболее популярен, были провозглашены отсутствующие в православии догматы: в 1854 - о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, в 1950 - о телесном возне-гении богородицы после ее смерти на небо, в 1964 папа Павел VI провозгласил богородицу матерью церкви. Культ богородицы получил широкое распространение среди верующих, т. к. оказался более понятным широким массам, чем абстрактная троица. Богородица всегда рекламировалась церковью как „заступница перед богом, особенно хорошо знающая нужды людей, в первую очередь женщин. В России, кроме того, богородица считалась покровительницей земледельцев, что в значит, степени способствовало ее популярности среди верующих.
БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение; учение о боге) - система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, релит, нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Б. включает в себя доказательства сверхъестеств. происхождения св. писания, богодухновенности св. предания, божеств, сущности церкви, а также ряд практич. дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы Б. исходят из признания личного бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам. Осн. филос. истоки офиц. Б. христианства - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Христ. Б. никогда не было единым учением. Есть Б. правосл., протест., католич. и др. Каждое имеет свои специфич. особенности, отличающие одну систему от др. И тем не менее у них есть немало общего. Под системой Б. понимается набор различных богосл. дисциплин, каждая из к-рых излагает различные стороны вероучения и культа. Так, правосл. Б. состоит из осн. Б., или апологетики, к-рое излагает и защищает в апологетич. спорах с инаковерующими и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов; догматич. Б., в к-ром доказывается богоустановленность, истинность осн. догматов, принятых двумя первыми вселенскими соборами; нравств. или практич. Б., к-рое учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства; обличит, или сравнит. Б., к-рое доказывает преимущество православия перед др. христ. вероисповеданиями; экзегетики; пастыр. Б., освещающего практич. вопросы деятельности священника; к нему примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики пропо-веднич. деятельности), каноника (теория церк. права). В наст. вр. Б. переживает кризис, выражением к-рого является отказ от нек-рых традиц. представлений и появление огромного количества самых противоречивых тео-логич. концепций, таких, как теология кризиса, теология мертвого бога, теология революции и т. п.
„БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ - периодически издающиеся Московской патриархией сборники, в к-рых публикуются статьи видных церк. иерархов и богословов, отчеты о богосл. дискуссиях, документы библ. комиссии по новому переводу Ветхого завета, рецензии и др. материалы.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ - религ, издания, излагающие содержание культовых действий, порядок проведения храмовых служб. Много Б. к. в православии (см. Богослужебные книги православные). Многочисленны они и у католиков: это лекционарии (указания о порядке чтения фрагментов евангелий), указания о проведении мессы и т. п. В ежегодно выпускаемом в нашей стране календаре еванг. христиан-баптистов публикуются библ. чтения на каждый день, используемые в богослужениях. Свои Б. к. имеются и в др. религиях.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ ПРАВОСЛАВНЫЕ - книги, к-рые читаются в храмах во время богослужений или же содержащие порядок совершения церк. служб, таинств и др. треб. К первым относятся Евангелие, Апостол, включающий в себя н.-з. “Деяния апостолов , соборные послания и послания апостола Павла и Псалтирь. Ко вторым относятся Служебник, излагающий порядок богослужений, Часослов — руководство по совершению всех служб, кроме литургии, Требник, содержащий „чинопоследование таинств (кроме причащения и священства), Октоих — сборник церк. песнопений, Минея месячная — сборник молитв и песнопений в честь святых на каждый день года, Минея общая - такой же сборник, но содержащий песнопения, относящиеся ко всем святым в целом, Триодь постная - в к-рой собраны молитвословия на период поста и приготовительные к нему недели, Триодь цветная - собрание песнопений на период от пасхи до недели всех святых. Последовательность ритуала богослужения, песнопений и мо-литвословий излагается в Типиконе. Наличие такого количества богослужебной лит-ры свидетельствует о тщательно разработанном порядке богослужений в правосл. церквах.
БОГОСЛУЖЕНИЕ - совокупность специфич. действий, обрядов, церемоний, непосредственно связанных с системой релит, представлений и призванных в эмоц.-образной форме воспроизводить тот или иной аспект вероучения. Осн. назначение Б. состоит в закреплении основополагающих догматич. принципов в сознании верующих, приобщение их к церк. жизни, формирование религ. миросозерцания. Как сост. элемент культа религ. Б. регламентировано строго установленными правилами. Несмотря на большое разнообразие богослужебной практики в различных религ. системах, определяемое условиями жизни исповедующих эти религии народов, нац. особенностями, уровнем соц. развития, традициями и т. п., общим для всех без исключения Б. является наличие магич. элемента, представлений о возможности воздействия на сверхъестеств. силы. Такие элементы Б., как молитвы, песнопения, обнажение головы, поклоны, поцелуи св. предметов, окропление водой, сожжение свечей, чтение св. текстов и др., создают иллюзию общения человека с богом, его причастности к потустороннему миру счастья и благополучия, обещанного данной религией ее последователям. Б. в любой религии является гл. средством идео-логич. воздействия на верующих, способствует закреплению религ. требований об обязательности для человека личного участия в культовой практике, играет роль интегратора во внутрицерк. связях и обособлении исповедующих данную религию от неверующих и инаковерующих, помогает усилению воздействия священнослужителей на присутствующих в храмах. Как правило, всякая форма Б. тесно переплетена с нац., семей-но-бытовыми традициями и обычаями и этим способствует формированию ошибочных мнений о тождестве религиозного и национального, о проявлении в культовой практике высш. культурно-худож. достижений народа.
БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОЕ - в православии установленный порядок церк. службы в течение суток. Всего таких служб 9. Вечерня, совершаемая в конце дня; повечерие, к-рое совершается после вечерни; полунощница, происходящая в полночь; утреня - в конце ночи, перед восходом солнца; 1-й, 3-й, 6-й и 9-й час, соответственно совершаемые в 7, 9, 12 часов утра и в 3 часа дня. Особо выделяется литургия - гл. христ. Б. с. На практике же проводятся 3 службы — вечерня, утреняя литургия. Остальные „присоединяются к ним. В дни наиболее значит, праздников религ. проводится всенощное бдение - служба, продолжающаяся всю ночь.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – филос.-этич. течение, возникшее в среде рус. социал-демократии после поражения революции 1905-1907. представители (В. Базаров, II Юшкевич, А. Луначарский и др.; к Б. примыкал и М. Горький, но под воздействием В. И. Ленина порвал с ним) пытались соединить науч. социализм с религией, придать ему „характер религиозного верования . Значит. влияние на богостроителей оказали рост религ. настроений среди бурж. интеллигенции и махистская философия, прежде всего эмпириомонизм Богданова с его идеей индивидуально и коллективно организованного опыта. Сторонники Б. полагали, что этич. ценность марксист. миросозерцания, если оно примет религ. форму, будет понятнее массам, особенно верующим крестьянам. Поэтому богостроители стали говорить о космосе и народе как новых объектах поклонения, обожествлять народное творчество и коллективные чувства (напр., патриотизм), борьбу же за социализм, к-рый, по их мнению, является высш. формой религии, рассматривать как богосозидание. Религия интерпретировалась Б. как мышление и мирочувствие, преодолевающее „контраст между законами жизни и механизмом природы, а бог отождествлялся с комплексом идей, организующих соц. чувства. Хотя сторонники Б. подчеркивали, что их учение „диаметрально противоположно богоискательству, родство того и другого не вызывало никаких сомнений. Идеи Б. популяризировались в печати, активно пропагандировались в организованной махистами на о. Капри партийной школе. В. И. Ленин и партия подвергли резкой критике Б. Про* тив него выступил и Г. В. Плеханов. К началу первой мир. войны Б. в России прекратило свое существование.
БОГОХУЛЬСТВО - церк. понятие, обозначающее оскорбление любого объекта религ. поклонения. Теоретически к Б. относятся лишь акты глумления над богом и пр. святынями, оскорбляющие религ. чувства верующих. Практически же это понятие всегда произвольно распространялось и на различные формы критики или непринятия самой идеи бога, не содержащие в себе ничего оскорбительного для религ. человека, - от свободомыслия до атеизма. Особенно широко практикуют такую подмену понятий совр. реакц. клерик. круги, стремящиеся обвинением в Б. скомпрометировать свободомыслие и атеизм в глазах мир. общественности. Обычно апологеты любой религии объявляют Б. лишь оскорбление кем-то их собств. святынь; свое же глумление над чужими святынями неизменно квалифицируют как проявление борьбы за „истинную веру и посрамление суеверия. Именно так поступали христиане по отношению к храмам и пр. объектам языч. культа; аналогичным образом вели себя и язычники по отношению к христианству. Мусульмане не считали Б. осквернение христ. храмов, а христиане - мусульм. мечетей. Более того, католики не усматривали Б. в глумлении над правосл. святынями, а православные - над католич.; так же поступали сунниты по отношению к объектам поклонения шиитов, и наоборот. Законодательством тех стран, где церковь тесно связана с гос-вом, Б. наказывается как уголовное преступление. Так, законами Российской империи за Б. полагалось наказание от ареста до 15 лет каторжных работ.
Читайте: |
---|