ГАГ - ГОЛ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ГАГАРИН Алексей Петрович (1895-1960) - сов. философ, д-р филос. наук, проф. Г. занимался проблемами истории философии и атеизма. Осн. работа: „О классовом характере релит, морали (М., 1950).
ГАДАНИЕ - см. Мантика.
ГАЗАВАТ (от араб, „газв - набег) - см. Джихад.
ГАЗАЛИ, аль, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1059-1111) - мусульм. теолог и философ. Наиболее известные труды: „Цели философов , „Избавляющий от заблуждения , „Опровержение философов и др. Г. защищал учение ислама о творении мира богом из ничего, о том, что бог создал тело и душу человека, что дух человеч. вечен, что бог может творить чудеса и т. д. Г. доказывал, что истинное познание возможно лишь с помощью мистич. философии суфизма.
ГАИЗ - Гос. антирелиг. издательство (1932-1942). Осуществляло выпуск науч. и популярной атеис-тич. лит-ры, а также издавало газету „Безбожник , журналы „Безбожник и „Антирелигиозник . Среди изданий ГАИЗ были работы Е. М. Ярославского, И. И. Скворцова-Степанова, В. К. Никольского, А. Б. Рановича и др. сов. исследователей религии. В деятельности ГАИЗ большое место занимали издания произведений крупнейших представителей атеистич. мысли прошлого: Б. Спиноза. Богословско-политический трактат (1934), П.Гольбах. Избранные антирелигиозные произведения (1934), Э. Геккель. Мировые загадки (1937) и др.
ГАЛАН Ярослав Александрович (1902-1949) - укр. сов. писатель, разоблачавший в своих произведениях тесную связь укр. бурж. националистов с реакц. униат, духовенством (памфлеты „На службе у сатаны , „Отец тьмы и присные , „Сумерки чужих богов , пьеса „В Риме колокола звонят и др.). Был зверски убит укр. националистами с благословения униатов.
ГАЛАХА (др.-евр., букв. - норма, закон) - каждое отд. „законоположение , а также их совокупность в Талмуде. Г. регламентировала релит., семейную и гражд. жизнь евреев. Г. восходит к 4-му в. до н. э., когда т. н. книжники в целях приспособления иудаизма к изменившимся условиям жизни евр. народа занялись комментированием Ветхого завета. Осн. прием построения Г. - умозаключения на основе сравнения, по аналогии или на основании тождеств, выражения. На разработку Г. оказало большое влияние римск. и вавилон. законодательство.
ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564-1642) - итал. ученый, один из основоположников экспериментально-ма-тематич. метода в естествознании. Сделал ряд важных науч. открытий в области механики и астрономии, имевших большое миро-воззренч. значение. Открытия Г. подтверждали правоту гелиоцентризма, идею бесконечности Вселенной, физич. однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет соч. „Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой (1632) Г. был привлечен к суду инквизиции. Вынужденное „отречение Г. от „коперниканских заблуждений носило формальный характер.
ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство (от лат. назв. Франции — Галлия) - церк.-политич. движение среди франц. католиков за автономию франц. церкви от папы римск., возникшее в 13 в. В 1682 на созванном Людовиком XIV нац. церк. соборе была принята „Декларация галликанского духовенства , ограничивавшая власть папы и проводившаяся в жизнь до кон. 18 в. В перв. пол. 19 в., когда франц. буржуазия, напуганная революц. событиями, искала поддержки у римск. престола, Г. сошел на нет, В наст. вр. идеи Г. проявляются отдаленно в требованиях франц. епископата о большей самостоятельности в местн. церк. управлении.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (от лат. hallucinatio - бред, видения) - ложное восприятие, возникающее у человека при ряде психич. и инфекц. заболеваний, отравлениях, тяжелых душевных потрясениях. Известны слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и ряд др. Г. У людей, страдающих психич. расстройствами на релит, почве, возникают видения богов и святых, им слышатся „голоса , повелевающие совершить паломничество, жертвоприношение и т. п. В нек-рых первобытн. религиях Г. являлись постоянным компонентом культовой практики и вызывались искусственно при помощи растений-галлюциногенов (мухомор в Сев. Евразии, пейота в Мексике и др.).
ГАНДИЗМ - совокупность религ.-филос, морально-этич. и политич. концепций, выдвинутых М. К. Ганди (1869-1948) в ходе нац.-освободит, борьбы инд. народа против англ. завоевателей. Опираясь на индуист. концепции циклич. движения, Г. выдвигает идеал ,,об-ва всеобщего благоденствия , описанного в ,,св. книгах и якобы существовавшего в прошлом. Однако в Г. этот идеал связывается с протестом широких слоев, выступающих против капитализма, за ликвидацию эксплуатации человека человеком, установление обществ, собственности на средства производства и т. п. В борьбе за достижение справедливого об-ва Г. исходит из необходимости сохранения исторически сложившихся институтов и обычаев при постепенном ненасильств. их преобразовании путем наполнения новым содержанием. Г. отвергает неравенство, выступает против кастового деления.
ГАПОН Георгий Аполлонович (1870-1906) - священник Петербург, пересыльной тюрьмы, провокатор и агент царской охранки. В предреволюц. годы развернул активную деятельность по подчинению рабочего движения полиции и церкви (см. Гапоновщина). В январе 1905 спровоцировал мирн. манифестацию рабочих Петербурга к Зимнему дворцу, к-рая была расстреляна царскими войсками. Опасаясь разоблачения, бежал за границу. По возвращении в Россию в кон. 1905 продолжал выполнять задания охранки. Был казнен рабочими.
ГАПОНОВЩИНА - попытка царизма и церкви отвлечь пролетариат предреволюц. России от политич. борьбы, использовав для этой цели искусственно созданные объединения рабочих, придерживающиеся монархич. ориентации и находящиеся под контролем полиции и духовенства. Такие объединения, получившие название „Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга , были созданы в 1903-1904 священником Гапоном, действовавшим по заданию царской охранки и при непосредств. поддержке столичного митрополита Антония (Вадковского). Собрание пропагандировало и распространяло религ.-черносотенную лит-ру, организовывало духовные хоры, проводило лекции и собеседования, сеяло в среде рабочих иллюзии о возможности добиться улучшения своего положения без политич. борьбы. К нач. 1905 гапоновская орг-ция имела 11 отделений, объединявших св. 10 тыс. рабочих. Апогеем ее деятельности была организация мирного шествия рабочих к царю, к-рое было потоплено в крови царским пр-вом 9 января 1905. . Осн. масса рабочих, находившаяся под влиянием Гапона, прозрела после Кровавого воскресенья и активно включилась в революц. борьбу против самодержавия.
ГАРВЕЙ Уильям (1578-1657) - англ. врач, физиолог и эмбриолог. Создатель учения о кровообращении, к-рое опровергало сложившиеся представления, признанные церковью. Это вызвало ожесточенные нападки на Г. со стороны духовенства.
ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ - была разработана Фомой Аквинским в борьбе со сторонниками „латинского аверроизма , отстаивавшими теорию „двойственной истины , с попытками вывести разум из-под контроля веры. В противовес этим попыткам был выдвинут тезис о том, что положения науки не могут противоречить догматам веры. Согласно Г. в. и р. т., между разумом и откровением не может быть противоречия потому, что оба рода истин имеют свое конечное и высш. основание в премудрости бога, а он не может противоречить сам себе. Не отвергая правомерность и ценность науки, томизм пытался, т. о., свести ее функции к доказательству с помощью разума бытия бога, превратить науку в служанку теологии. В совр. като-лич. теологии и философии Г. в. и р. т. используется в целях интерпретации науч. знания в религ. духе.
ГАРНАК Адольф (1851-1930) - нем. протест, теолог, историк христианства и церкви. Полагал, что религия может быть понята только как осн., гл. часть культуры. Отвергая „догматич. христианство, Г. в нравств. содержании евангелия усматривал тот „идеал , к-рый должен служить целью и руководством историч. развития, основой универсального человеч. братства, осознания человеком долга по отношению к своему ближнему.
ГАРУСПИКИ (от этрусск. harus - внутренности и лат. specio - наблюдаю) - жрецы-прорицатели в Др. Риме, занимавшиеся гаданием по внутренностям животных и истолкованием „знамений (ударов молний, появления радужных колец вокруг солнца, внезапных эпидемий, снов и т. д.). С 1 по 5 в. были организованы в специальную жреч. коллегию.
ГАСКАЛА (др.-евр. - просвещение) — просветит, движение евр. бурж. интеллигенции Германии, Польши, России в 18-19 вв. Сторонники Г. выступали против ре-акц. идеи нац.-религ. исключительности евреев, боролись с хасидизмом, ставили целью распространение среди евреев науч. знаний и полезных профессий.
ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) - франц. философ-материалист, историк и, математик, сторонник атомистики Демокрита и Эпикура. Г. дал изложение и обосновал учение Эпикура, освободив его, по словам К. Маркса, „от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем (Из ранних произведений. М., 1956, с. 23). Жизнен, позиция и воззрения Г. были противоречивы. Так, возродив атомистику, он признавал бога в качестве нач. причины первого сочетания атомов. Однако, несмотря на миро-воззренч. непоследовательность, он способствовал освобождению фи-лос. мысли от пут ср.-век. схоластики.
ГАУТАМА - родовое имя странствующего проповедника Сиддхар-тхи из племени шакья (сакья), считающегося в инд. традиции основоположником религ.-филос. учения буддизма.
ГВАРДИНИ Романо (1885-1968) - нем. католич. философ, близкий к христ. экзистенциализму. Исходя из тезиса о противоречивости жизни, разработал концепцию включенности человека посредством христ. веры в противостоящий ему и сотворенный богом мир. Пытался интерпретировать христианство как нечто отличное от религии.
ГЕБ - в пантеоне Др. Египта олицетворение Земли и растительности. Г. называли отцом богов, солнца и луны. Изображался в виде гуся, или бородатого человека с гусем на голове, или лежащего на спине человека, над к-рым склонилась его жена, богиня неба Нут. Г. не имел храма, центром его влияния был Гелиополис.
ГЕБА - в др.-греч. мифологии богиня молодости, олицетворение красоты юности. Дочь Зевса и Геры, жена Геркулеса.
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - философ-идеалист и диалектик, представитель классич. нем. философии кон. 18-нач. 19 в. Разработал систему философии, в к-рой „представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23). Система Г. состоит из 3 частей: логики (метафизики), философии природы и философии духа. Поскольку, по Г., философия имеет тот же предмет, что и религия - абсолют, бога, — в первой части рассматривается движение мысли в божеств, уме, до сотворения природы, во второй — инобытие ее в сотворенной природе и в третьей - возвращение ее к самой себе в человеч. духе. Реальное содержание этой системы, выявленное в результате материалис-тич. переосмысления философии Г. марксизмом, — историч. развитие человеч. познания и обществ, сознания, представленное в плане диалектики. В. И. Ленин писал, что Г. „гениально угадал диалектику вещей (явлений, мира, природы) в диалектике понятий (т. 29, с. 178). Отношение Г. к религии существенно менялось. В ранних работах он противопоставлял „позитивную религию как порождение деспотич. гос-ва „народной , к-рая „рождает и питает высокий образ мысли - она идет рука об руку со свободой . Положение Г. о том, что „дух народа, его история, религия, степень политической свободы не могут рассматриваться отдельно... они связаны в один узел , стало основой его историзма в рассмотрении религии. В поздний период Г. видел в религии необходимую ступень в развитии духа от искусства как идеи в чувственном, образном оформлении через религию, где он представлен в лице потусторонней личности, к-рая есть и бог, и человек, к философии. Признание последней высш. ступенью в развитии духа знаменует противоречивость концепции Г., к-рая может означать как поглощение божественного человеческим, так и полное поглощение человеческого божественным и отрицание человеч. личности. Не удалась и попытка Г. осуществить „синтез теизма и пантеизма, т. е. примирить свою философию с традиц. христ. пониманием бога. Отсюда двойственное отношение теологов и церкви к философии религии Г.: от полупризнания до категорич. отрицания. Историзм Г. повлиял на становление науч. исследования Библии (см. Тюбингенская школа, Д. Штраус).
ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone - удовольствие) - этич. принцип, согласно к-рому высш. целью и гл. стимулом человеч. поведения является наслаждение. Был выдвинут др.-греч. философом вт. пол. 5 - нач. 4 в. до н. э. Аристиппом, к-рый утверждал, что стремление к удовольствию заложено в человеке природой и определяет все его действия. Однако человек не должен становиться рабом удовольствия, ему следует стремиться к разумному наслаждению. Г. был развит Эпикуром и его последователями, у к-рых он сближается с эвдемонизмом. В Новое время был использован в утилитаристской этике. Ее основатель И. Бентам (1748-1832) считал, что нравственность поступка можно высчитать как баланс удовольствий и страданий.
ГЕЕННА (греч. geenna) - в мифологии иудаизма, ислама, христианства одно из обозначений ада. Г. - н.-з. название „долины Енномовой (по-евр. Гегинном), простирающейся от горы Сиона до долины Кедронской. По преданию, здесь в древнейшие времена израильтяне приносили жертвы Молоху. Царь Иосия с целью искоренить идолопоклонство превратил долину в свалку нечистот. Смрад, шедший из долины, сделал ее впоследствии символом ада.
ГЕЙДЕНРЕЙХ Карл-Генрих (1764-1801) - нем. философ-идеалист, поэт. В „Письмах об атеизме (1796) Г. рассматривал философию Канта с позиций атеизма и теизма. По существу, в „Письмах содержится апология атеизма, утверждение превосходства атеистич. нравственности над моралью религ.
ГЕЙНЕ Генрих (1797-1856) - нем. поэт, революционер-демократ, друг К. Маркса. Сочетал критику религии и церкви с язвительной и меткой сатирой. Критиковал религ. креационизм („Песни бытия ), доктрину божеств, целесообразности („К телеологии ), христ. богословие („К истории религии и философии в Германии ). Высмеивал схоластич. споры религ. фанатиков („Диспут , „Завещание ), вскрывал реакц. соц. смысл религ. проповедей о загробной жизни, противопоставляя им борьбу за счастье на земле („Германия. Зимняя сказка ). Критику религии Г. связывал с борьбой против феодализма, монархии, филистерства.
ГЕКАТОМБА (греч. hekatombe, от hekatdn - 100 и bus - бык) - у др. греков жертвоприношение из 100 быков, позже всякое значит, публичное жертвоприношение, независимо от рода и количества животных. Г. устраивались в ознаменование особо важных событий или в честь богов, преимущественно Зевса и Аполлона.
ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834-1919) - нем. ученый. Внес большой вклад в защиту и развитие дарвинизма. Стоял на позициях естеств.-науч. материализма. Проявлял непоследовательность, отрекаясь от термина „материализм , подменяя его „монизмом , стремился казенную религию заменить материалистич. пантеизмом, Г. активно пропагандировал науч. взгляды на природу, в книге „Мировые загадки разоблачал фидеизм. В. И. Ленин высоко оценил книгу Г. Для пропаганды науч. мировоззрения Г. создал в 1906 „Союз монистов , в 1910 открыто порвал с религией и церковью.
ГЕКСЛИ (Хаксли) Томас Генри (1825-1895) - англ. биолог, друг Дарвина и популяризатор его учения. Науч. работы Г. характеризуют его как стихийного материалиста и атеиста, хотя сам он не считал себя материалистом. Г. ввел термин „агностицизм и с позиций агностицизма считал, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать существование бога. В. И. Ленин писал, что агностицизм Г. есть лишь фиговый листок материализма (см.: т. 18, с. 218).
ГЕЛИОС (Hélios - солнце) - в Др. Греции бог Солнца, олицетворение солнечного света и оплодотворяющей силы солнечного тепла.
ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ (от греч. helios - солнце) - концепция, согласно к-рой Солнце является центром, вокруг к-рого обращаются планеты, в т. ч. и Земля. В Др. Греции это предположение высказал Аристарх Самосский (4—3 вв. до н.э.), но науч. подтверждение Г. получил впервые только в 16 в. в трудах Коперника. В системе Коперника Солнцу отводилась роль центр, тела Вселенной. Около Солнца движутся планеты, за ними лежит сфера неподвижных звезд, замыкающая Вселенную. Открытия Галилея, Кеплера, Ньютона способствовали развитию и уточнению Г. Было доказано, что планеты обращаются не по круговым, а по эллиптич. орбитам, а силой, связывающей планеты с Солнцем и обусловливающей характер их движения, является тяготение. Последующие достижения привели к выводу, что Солнце является центром Солнечной системы, а не всей Вселенной. Создание Г. означало, как писал Энгельс, „вызов церковному авторитету в вопросах природы (т. 20, с. 347), подрывало религ. идею о центр., избранном месте человечества во Вселенной.
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) - франц. философ-материалист, считал, что в основе мира лежат материя и ее движение, отвергал существование души вне и независимо от тела. Заслугой Г. в развитии атеизма было обоснование положения о том. что религия является фантастич. отражением в сознании людей их реального бытия. Религ. мораль считал противоречащей здравому смыслу и понятию гражд. добродетелей. Был поборником свободы совести, понимая ее не только как свободу вероисповедания, но и как право не признавать никакой религии. В объяснении происхождения религии приблизился к пониманию того факта, что религия вызвана к жизни не только страхом человека перед стихийными силами природы, но также неудовлетворенностью реальными условиями жизни. Поэтому считал, что для ее преодоления недостаточно одного просвещения народа; необходимы уничтожение феод, об-ва и замена его „разумным об-вом. Осн. работы: „Об уме (1758), „О человеке (посмертно, 1773).
ГЕМАРА - см. Талмуд.
ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen - одно и theos - бог) - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование мн. богов, данное племя или объединение племен считало непосредственно своим покровителем лишь одного из них и поклонялось исключительно ему. Это порождало специфич. представление о союзе данной этнич. группы с определенным богом и о двухстороннем „избранничестве . Такого рода представления нашли свое выражение в ряде книг Ветхого завета, где народ Израиля и один из богов (элохим) по имени Яхве вступают в отношения договора, „завета .
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ - см.Святых культ.
ГЕОЦЕНТРИЗМ (греч. gē - земля, лат. centrum - центр) - концепция, согласно к-рой Земля является центром мироздания, вокруг к-рого обращаются Солнце, планеты и звезды. Наиболее развитое выражение Г. получил в системе мира, разработанной Птолемеем во 2 в. н. э. В ней неподвижная шарообразная Земля находится в центре мира, а вокруг нее обращаются последовательно Луна, планеты, сфера неподвижных звезд. Далее распростерлись небеса - местонахождение бога. Г. поддерживался и защищался религией, поскольку он соответствовал догмату о человеке как венце творения и служителе божьем. Открытие Коперника и дальнейшие успехи астрономии выявили несостоятельность Г.
ГЕРА - в греч. мифологии дочь Кроноса и Реи (или богини Геи, олицетворяющей Землю). Она же сестра и жена Зевса. Почиталась как царица богов, небесная владычица, покровительница героев и городов, брака и семейной жизни. Культ Г. оказал влияние на развитие культа христ. богородицы.
ГЕРАКЛИТ Эфесский (кон. 6-нач. 5 в. до н. э.) - др.-греч. философ, принадлежал к материалистич. и диалектич. традиции ионийской школы. Рассматривал несотворенный богами мир (космос) как „вечно живой огонь, мерами вспыхивающий и мерами потухающий . Критиковал традиц. мифологию. Образный способ выражения и пережитки мифологич. мышления приводят Г., как показывают отд. фрагменты, к обожествлению первоначала - огня и общей закономерности („необходимости ) - логоса. Позднее эта сторона философии Г. неправомерно использовалась в религиозном учении стоицизма и в иудео-христианской теологии с се учением о боге-слове (Ин. 1:1 - 5).
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) - нем. философ-просветитель. Г. с пантеистич. позиций критиковал традиц. теологию, учение о нематериальности души, отрицал творение мира из ничего, первород. грех, религ. нетерпимость. Подходил к мысли о естеств. происхождении жизни и человека. Идейн. наследие Г. противоречиво: мотивы свободомыслия сочетались у него с апологией религии.
ГЕРМА - четырехгранный столб, завершенный скульптурным изображением головы (первоначально - Гермеса). В Др. Греции Г. - путевой знак, фетиш - охранитель дорог, границ, ворот.
ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hегmēneutikōs - разъясняющий, истолковывающий) - искусство и теория толкования текстов, первонач. смысл к-рых неясен вследствие их древности или неполной сохранности- Для истолкования текстов производится грамматич. исследование языка, конкр.-психологич. и историч. обстановки, в к-рой был создан документ, и др. Г. возн. в эллинист, эпоху в связи с науч. исследованием классич. текстов, а также толкованием Библии, применительно к к-рой Г. означает выяснение чувственно буквального, отвле-ченно-нравоучит. и идеально-ми-стич. смыслов текста.
ГЕРМЕС — в греч. мифологии - сын Зевса и Майи, дочери Атланта. Первоначально почитался как бог скотоводов и пастухов, покровитель стада и пастбищ, позднее ему поклонялись как покровителю дорог, путников, купцов и торговли, считался вестником олимпийских богов, проводником душ умерших в аид.
ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ, Гермес Трижды Величайший - легенд, автор, к-рому приписываются сочинения, якобы записанные со слов самого бога Гермеса, отождествляемого также с египетск. Тотом. Трактаты Г. Т. посвящены в основном оккультным наукам (см. оккультизм) и прежде всего алхимии, астрологии и магии, а также религ.-филос. учениям, близким гностицизму.
ГЕРМЕТИЗМ - термин, к-рым обозначают филос. и религ.-мистич. воззрения, изложенные в т. н. герметических трактатах, созд. в эпоху эллинизма и поздней античности. Авторство мн. из них приписывается вымышл. мудрецу Гермесу Трисмегисту. В герметич. произведениях („Поймандр и др.), сочетающих в себе вост. и зап. учения, излагаются (в духе гностиков) представления о боге и его эманациях, о человеке и его спасении (сотериология), о мире и его конце (эсхатология). Г. оказал влияние на культуру средних веков и Возрождения, а нек-рые герметич. соч. (напр., „Изумрудная скрижаль ) послужили основой взглядов алхимиков (см. Алхимия).
ГЕРНГУТЕРЫ - см. Чешские братья.
ГЕРОЕВ КУЛЬТ - сложившееся в Др. Греции почитание мифич. персонажей и реальн. личностей, прославившихся героич. подвигами, теми или иными выдающимися деяниями. Получил широкое распространение в античном мире. Первоначально герои - дети или потомки божества и смертного человека, своего рода полубоги. Они являются посредниками между людьми и богами. Выполняют волю последних на земле. Почитанием пользовались родоначальники, а также такие прославившиеся личности, как философы Платон, Пифагор, поэт Гомер, драматурги Эсхил и Софокл, легендарный основатель Спарты Ликург. В честь героев сооружались храмы. На их могилах проводились различн. состязания. Наиболее широким почитанием в др.-греч. об-ве пользовался мифич. герой Геракл. Г. к. явился одним из источников формирования христ. культа святых.
ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870) - рус. революционер-демократ, философ-материалист, публицист и литератор. Ате-истич. взгляды Г. явились продолжением и развитием идей М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева. Существенное влияние на формирование взглядов Г. оказали франц. просветители 18 в. и Л. Фейербах. Но Г. во многом пошел дальше них. Исходя из идеи закономерности развития природы и об-ва, он подверг критике осн. положения религ. миропонимания - креационизм, провиденциализм, учение о бессмертии души. Г. был непримиримым противником любых форм религии. В своих филос. произведениях он раскрыл связь филос. идеализма и религии, вплотную приблизился к науч. пониманию соц. корней и соц. роли религии. Религия, отмечал он, „основана на раздвоении общества и человека , и этот мир лжи и притворства будет существовать до тех пор, пока переворот не покончит с ним (Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т. 6, с. 128). Г. выступал против просветит, подхода к преодолению религии.
ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749-1832) - нем. поэт и мыслитель, выдающийся деятель европ. просвещения. Становление Г. как гражданина, поэта и мыслителя неразрывно связано с Великой франц. революцией. Г. мечтал о таком соц. строе, при к-ром было бы возможным свободное проявление творческих способностей человека. Много занимался естеств. науками (морфологией растений и животных, геологией). Материа-листич. и атеистич. взгляды были ведущими в мировоззрении Г., выступавшего за освобождение искусства от оков религии. Он придерживался концепции эволюции в объяснении не только природы, но и об-ва, разделяя идею прогресса и высгупая ирогив теологич. трактовки явлений действительности. Резко критиковал мистику. Однако во взглядах Г. на религию было немало противоречивого. В последние годы жизни он проявлял интерес к христианству, давая положит, оценку его нравств. принципам.
ГЕФЕСТ - в греч. мифологии - бог огня и кузнечного дела, почитался как покровитель ремесел. Сын Зевса и Геры (или только Геры). Был хром на обе ноги и некрасив, что не помешало ему взять в жены прекрасную Афродиту. Г. - искусный мастер; в своей огромной подземной кузнице кует громы и молнии для Зевса. Мифы о Г. Отражают высокий уровень развития худож. ремесла в Др. Греции. Г. изображался обычно в одежде ремесленника с молотом или клещами в руке. В римск. мифологии Г. соответствует Вулкан.
ГЕЯ (греч. - земля) - в греч. мифологии - мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество. Одна из 4 первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая небо (Уран), море (Понт) и горы. Взяла себе в супруги Урана. От их союза родилось первое поколение богов - 6 титанов и 6 титанид, среди к-рых были Кронос и Рея - родители Зевса. Г. не принимала активного участия в жизни олимпийских богов, но часто давала им мудрые советы. Со временем Г. стали почитать как хранительницу др. мудрости, знавшую веления судьбы, поэтому отождествляли ее с Фемидой. Образ Г. частично воплотился в Деметре и Кибеле.
ГИГИЕЯ (отсюда гигиена) в греч. мифологии - богиня здоровья, дочь и помощница Асклепия. Изображалась с чашей в руке, в к-рую змея источает яд.
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hýlē - материя, zōe - жизнь) - учение, утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить.
ГИЛЬОМ Коншский, или Вильгельм Конхесский (р. в 80-х гг. 11 в. - ум. ок. 1154) - франц. философ. В своих соч. „Философия мира и „Драгматикон философии возродил отд. взгляды антич. атомистики, подверг критике ортодокс, рслиг.-католич. философию. При решении естеств.-науч. вопросов Г. требовал аргументации, основанной на логических доводах, а не ссылок на св. писание. Подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского и др. теологов.
ГИМЕНЕЙ - бог брака в греч. и римск. мифологии.
ГИПАТИЯ, Ипатия (370 415) - пользовавшаяся широкой известностью в антич. мире женщина-математик, астроном, философ-неоплатоник. Преподавала в Александрии. Была зверски растерзана толпой фанатиков-христиан по подстрекательству александрийского епископа Кирилла.
ГИПНОЗ (греч. hypnos - сон) - искусственно вызываемое сноподобное состояние человека, при к-ром торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отд. ее участки. Торможение при Г. сходно с торможением при физич. сне. Г. известен с глубокой древности. Вплоть до кон. 19 в. господствовали религ. и идеалистич. концепции Г., в части, пытались объяснить Г. действием особых „магнетич. волн , или „флюидов , якобы исходящих от гипнотизера. Труды И. П. Павлова и его учеников заложили основы науч.-материалистич. объяснения Г. С т. зр. совр. физиологии высш. нервной деятельности в основе Г. лежит процесс торможения, захватывающий кору больших полушарий головного мозга. Г. достигается воздействием ритмичных монотонных и слабых раздражений на различные органы чувств гипнотизируемого индивида (поглаживание, тихая, успокаивающая музыка, монотонная речь врача и т.п.). Эти раздражители дополняются словесным внушением гипнотизера, к-рое становится возможным в связи с тем, что у гипнотизируемого сохраняются бодрствующие участки коры, обеспечивающие его контакт с гипнотизером. Г. в наст. вр. применяется как метод лечения ряда заболеваний.
ГИППОКРАТ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - др.-греч. врач, реформатор античной медицины, материалист. Г. освободил медицину от влияния жреч. храмовой медицины и определил пути ее самостоят, развития. Отрицал сверхъестеств., божеств, происхождение болезней. Г. называют отцом медицины.
ГЛОК Чарльз (р. 1919) - амер. социолог, проф. Калифорн. ун-та, руководитель „Центра по изучению религии и общества . Начиная с кон. 50-х гг. разрабатывает проблемы методологии и методики эмпирич. исследований религиозности. Его схема измерений религиозности включает измерение „религ. опыта , религ. веры, религ. культа, религ. знаний, „последствий религиозности в сфере нерелиг. поведения. Под руководством Г. проведен ряд эмпирич. исследований религиозности в США.
ГЛОССОЛАЛИЯ (от греч. glōssa - язык, речь и laliá — болтовня, пустословие) - „говорение на иноязыках , патологич. явление, состоящее в бессмысл, выкрикивании верующими различных нечленораздельных звуков и слов. Может возникать непроизвольно в результате крайнего нервного перенапряжения под влиянием изнурительных многочасовых молений, религ. экстаза, предварительных постов и т. п. Г. культивируется в нек-рых направлениях христ. сектантства (напр., пятидесятниками) и обосновывается мифом о сошествии св. духа на апостолов в день пятидесятницы (см. Троица), в результате чего апостолы якобы „начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать (см. Деян. 2:1-4). По представлениям пятидесятников, Г. - кульминац. пункт крещения духом, один из „видимых даров бога, признак получения верующим божеств, благодати, установления непосредств. общения с богом. Религ. обряды, рассчитанные на появление Г. и нередко приводящие к серьезным нервным расстройствам у верующих, запрещены законодательством о культах как изуверские.
ГНОМЫ - в сказаниях, легендах, поверьях, в эпич, поэзии герм, народов духи, охраняющие подземные сокровища. Г. представляют в виде злых или добрых карликов.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - см. Корни религии.
ГНОСТИКИ (от греч. gnostikōs - имеющий знание) - представители религ.-теософич. движения поздней античности, получившего позднее название „гностицизм . Различают гностицизм иуд., языч. и связанный с христианством. Последний, в свою очередь, подразделяется на популярный и фи-лос. (Валентин, Василид, Карпо-крат и др.). Г. эклектически связывали идеи антич. философии, заимствованные гл. обр. из платонизма и стоицизма, с представлениями вост. религий. Г. признавали наличие совершенного божества, между к-рым и греховным материальным миром имеются промежуточные существа - зоны. К ним относили и Христа. Для учения Г. характерны дуализм доброго и злого начал, света и тьмы, крайне пессимистич. взгляд на окружающий чувств, мир, подчеркивание своей богоизбранности и превознесение мистич. способов богопознания и самопознания при негативном отношении к рациональному познанию и простой вере. Имея много общего с н.-з. мифологией, построения Г. отличаются от нее большей изощренностью, неприятием Ветхого завета, отрицанием искупительной миссии Христа (при признании спасительной), доке-тизмом и др. чертами. Учения гностиков оказали сильное влияние на манихейство и дуалистич. ереси средних веков (павликианство, богомильство, катары и др.).
ГОББС Томас (1588-1679) - англ. философ, один из основателей механистич. материализма. По Г., религия - порождение страха и обмана, узда для народа, суеверие, поддерживаемое гос-вом. Г. подверг сокрушит, критике религ. догмы и мифы как несовместимые с науч. миропониманием, призывал к устранению влияния богословия на науку. Тем не менее Г. считал естеств. сохранение религии под контролем гос-ва для целей управления. Материализм, атеизм и антиклерикализм Г. оказали значит, влияние на последующее развитие свободомыслия в Европе.
ГОГАРТЕН Фридрих (1887-1967) - протест, теолог, один из основоположников диалектич. теологии.
ГОЛГОФА (арамейск. - череп) - холм в окрестностях Иерусалима, в древности - место казни преступников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на кресте Иисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедниками в призывах терпеливо, подобно Христу, переносить страдания.
„ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ („Stimme der Orthodoxie ) - ежемесячный журнал, издающийся в Берлине на нем. языке и являющийся органом Среднеевропейского экзархата Московской патриархии. Публикует материалы, отражающие осн. аспекты деятельности Рус. правосл. церкви и ее экзархатов, а также проповеди и статьи на богосл. темы. Уделяет внимание экуменическим проблемам.
Читайте: |
---|