Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ГАГ - ГОЛ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ГАГАРИН Алексей Петрович (1895-1960) - сов. философ, д-р филос. наук, проф. Г. занимался проблемами истории философии и атеизма. Осн. работа: „О клас­совом характере релит, морали (М., 1950).

ГАДАНИЕ - см. Мантика.

ГАЗАВАТ (от араб, „газв - набег) - см. Джихад.

ГАЗАЛИ, аль, Абу Хамид Мухам­мед ибн Мухаммед (1059-1111) - мусульм. теолог и философ. Наи­более известные труды: „Цели философов , „Избавляющий от заблуждения , „Опровержение фи­лософов и др. Г. защищал уче­ние ислама о творении мира бо­гом из ничего, о том, что бог создал тело и душу человека, что дух человеч. вечен, что бог может творить чудеса и т. д. Г. доказывал, что истинное по­знание возможно лишь с по­мощью мистич. философии су­физма.

ГАИЗ - Гос. антирелиг. издатель­ство (1932-1942). Осуществляло выпуск науч. и популярной атеис-тич. лит-ры, а также издавало газету „Безбожник , журналы „Безбожник и „Антирелигиоз­ник . Среди изданий ГАИЗ были работы Е. М. Ярославского, И. И. Скворцова-Степанова, В. К. Ни­кольского, А. Б. Рановича и др. сов. исследователей религии. В де­ятельности ГАИЗ большое место занимали издания произведений крупнейших представителей атеистич. мысли прошлого: Б. Спино­за. Богословско-политический трактат (1934), П.Гольбах. Из­бранные антирелигиозные произ­ведения (1934), Э. Геккель. Ми­ровые загадки (1937) и др.

ГАЛАН Ярослав Александрович (1902-1949) - укр. сов. писатель, разоблачавший в своих произведениях тесную связь укр. бурж. на­ционалистов с реакц. униат, духо­венством (памфлеты „На службе у сатаны , „Отец тьмы и присные , „Сумерки чужих богов , пьеса „В Риме колокола звонят и др.). Был зверски убит укр. нацио­налистами с благословения униа­тов.

ГАЛАХА (др.-евр., букв. - норма, закон) - каждое отд. „законопо­ложение , а также их совокуп­ность в Талмуде. Г. регламенти­ровала релит., семейную и гражд. жизнь евреев. Г. восходит к 4-му в. до н. э., когда т. н. книжники в целях приспособления иудаизма к изменившимся условиям жиз­ни евр. народа занялись коммен­тированием Ветхого завета. Осн. прием построения Г. - умоза­ключения на основе сравнения, по аналогии или на основании тождеств, выражения. На разра­ботку Г. оказало большое влияние римск. и вавилон. законодатель­ство.

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564-1642) - итал. ученый, один из осново­положников экспериментально-ма-тематич. метода в естествознании. Сделал ряд важных науч. откры­тий в области механики и астро­номии, имевших большое миро-воззренч. значение. Открытия Г. подтверждали правоту гелиоцент­ризма, идею бесконечности Все­ленной, физич. однородность зем­ных и небесных тел, существова­ние объективных законов приро­ды и возможность их познания. После выхода в свет соч. „Диа­лог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой (1632) Г. был привлечен к суду инквизиции. Вынужденное „отречение Г. от „коперниканских заблуждений носило фор­мальный характер.

ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство (от лат. назв. Франции — Галлия) - церк.-политич. движение среди франц. католиков за авто­номию франц. церкви от папы римск., возникшее в 13 в. В 1682 на созванном Людовиком XIV нац. церк. соборе была принята „Дек­ларация галликанского духовен­ства , ограничивавшая власть па­пы и проводившаяся в жизнь до кон. 18 в. В перв. пол. 19 в., когда франц. буржуазия, напуганная революц. событиями, искала под­держки у римск. престола, Г. со­шел на нет, В наст. вр. идеи Г. про­являются отдаленно в требованиях франц. епископата о большей само­стоятельности в местн. церк. уп­равлении.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (от лат. hallucinatio - бред, видения) - лож­ное восприятие, возникающее у че­ловека при ряде психич. и инфекц. заболеваний, отравлениях, тяже­лых душевных потрясениях. Из­вестны слуховые, зрительные, обо­нятельные, осязательные и ряд др. Г. У людей, страдающих пси­хич. расстройствами на релит, почве, возникают видения богов и святых, им слышатся „голоса , повелевающие совершить палом­ничество, жертвоприношение и т. п. В нек-рых первобытн. религиях Г. являлись постоянным компо­нентом культовой практики и вы­зывались искусственно при помо­щи растений-галлюциногенов (му­хомор в Сев. Евразии, пейота в Мексике и др.).

ГАНДИЗМ - совокупность религ.-филос, морально-этич. и политич. концепций, выдвинутых М. К. Ган­ди (1869-1948) в ходе нац.-ос­вободит, борьбы инд. народа про­тив англ. завоевателей. Опираясь на индуист. концепции циклич. движения, Г. выдвигает идеал ,,об-ва всеобщего благоденствия , описанного в ,,св. книгах и яко­бы существовавшего в прошлом. Однако в Г. этот идеал связы­вается с протестом широких сло­ев, выступающих против капита­лизма, за ликвидацию эксплуата­ции человека человеком, уста­новление обществ, собственности на средства производства и т. п. В борьбе за достижение справедливого об-ва Г. исходит из необ­ходимости сохранения историчес­ки сложившихся институтов и обы­чаев при постепенном ненасильств. их преобразовании путем напол­нения новым содержанием. Г. от­вергает неравенство, выступает против кастового деления.

ГАПОН Георгий Аполлонович (1870-1906) - священник Петер­бург, пересыльной тюрьмы, прово­катор и агент царской охранки. В предреволюц. годы развернул активную деятельность по подчи­нению рабочего движения полиции и церкви (см. Гапоновщина). В ян­варе 1905 спровоцировал мирн. манифестацию рабочих Петер­бурга к Зимнему дворцу, к-рая была расстреляна царскими вой­сками. Опасаясь разоблачения, бе­жал за границу. По возвращении в Россию в кон. 1905 продолжал выполнять задания охранки. Был казнен рабочими.

ГАПОНОВЩИНА - попытка ца­ризма и церкви отвлечь пролета­риат предреволюц. России от политич. борьбы, использовав для этой цели искусственно созданные объе­динения рабочих, придерживаю­щиеся монархич. ориентации и на­ходящиеся под контролем полиции и духовенства. Такие объединения, получившие название „Собрание русских фабрично-заводских ра­бочих Петербурга , были созданы в 1903-1904 священником Гапоном, действовавшим по заданию царской охранки и при непосредств. поддержке столичного ми­трополита Антония (Вадковского). Собрание пропагандировало и распространяло религ.-черносо­тенную лит-ру, организовывало ду­ховные хоры, проводило лекции и собеседования, сеяло в среде рабочих иллюзии о возможности добиться улучшения своего поло­жения без политич. борьбы. К нач. 1905 гапоновская орг-ция имела 11 отделений, объединявших св. 10 тыс. рабочих. Апогеем ее дея­тельности была организация мир­ного шествия рабочих к царю, к-рое было потоплено в крови царским пр-вом 9 января 1905. . Осн. масса рабочих, находившаяся под влиянием Гапона, прозрела после Кровавого воскресенья и ак­тивно включилась в революц. борьбу против самодержавия.

ГАРВЕЙ Уильям (1578-1657) - англ. врач, физиолог и эмбриолог. Создатель учения о кровообраще­нии, к-рое опровергало сложив­шиеся представления, признанные церковью. Это вызвало ожесточен­ные нападки на Г. со стороны духовенства.

ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ - была разработана Фо­мой Аквинским в борьбе со сто­ронниками „латинского аверроизма , отстаивавшими теорию „двойственной истины , с попытками вывести разум из-под контроля ве­ры. В противовес этим попыткам был выдвинут тезис о том, что положения науки не могут проти­воречить догматам веры. Согласно Г. в. и р. т., между разумом и от­кровением не может быть проти­воречия потому, что оба рода ис­тин имеют свое конечное и высш. основание в премудрости бога, а он не может противоречить сам себе. Не отвергая правомерность и ценность науки, томизм пытался, т. о., свести ее функции к дока­зательству с помощью разума бы­тия бога, превратить науку в слу­жанку теологии. В совр. като-лич. теологии и философии Г. в. и р. т. используется в целях ин­терпретации науч. знания в религ. духе.

ГАРНАК Адольф (1851-1930) - нем. протест, теолог, историк христианства и церкви. Полагал, что религия может быть понята только как осн., гл. часть культу­ры. Отвергая „догматич. христи­анство, Г. в нравств. содержании евангелия усматривал тот „идеал , к-рый должен служить целью и ру­ководством историч. развития, ос­новой универсального человеч. братства, осознания человеком долга по отношению к своему ближнему.

ГАРУСПИКИ (от этрусск. harus - внутренности и лат. specio - на­блюдаю)    -   жрецы-прорицатели в Др. Риме, занимавшиеся гада­нием по внутренностям живот­ных и истолкованием „знаме­ний (ударов молний, появле­ния радужных колец вокруг солнца, внезапных эпидемий, снов и т. д.). С 1 по 5 в. были органи­зованы в специальную жреч. кол­легию.

ГАСКАЛА (др.-евр. - просвеще­ние) — просветит, движение евр. бурж. интеллигенции Германии, Польши, России в 18-19 вв. Сто­ронники Г. выступали против ре-акц. идеи нац.-религ. исключитель­ности евреев, боролись с хасидиз­мом, ставили целью распростране­ние среди евреев науч. знаний и полезных профессий.

ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) - франц. философ-материалист, ис­торик и, математик, сторонник атомистики Демокрита и Эпикура. Г. дал изложение и обосновал учение Эпикура, освободив его, по словам К. Маркса, „от интердик­та, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем (Из ранних произведений. М., 1956, с. 23). Жизнен, позиция и воззрения Г. были противоре­чивы. Так, возродив атомистику, он признавал бога в качестве нач. причины первого сочетания ато­мов. Однако, несмотря на миро-воззренч. непоследовательность, он способствовал освобождению фи-лос. мысли от пут ср.-век. схо­ластики.

ГАУТАМА - родовое имя стран­ствующего проповедника Сиддхар-тхи из племени шакья (сакья), считающегося в инд. традиции основоположником религ.-филос. учения буддизма.

ГВАРДИНИ Романо (1885-1968) - нем. католич. философ, близкий к христ. экзистенциализ­му. Исходя из тезиса о противо­речивости жизни, разработал кон­цепцию включенности человека посредством христ. веры в про­тивостоящий ему и сотворенный богом мир. Пытался интерпретиро­вать христианство как нечто от­личное от религии.

ГЕБ - в пантеоне Др. Египта оли­цетворение Земли и раститель­ности. Г. называли отцом богов, солнца и луны. Изображался в ви­де гуся, или бородатого человека с гусем на голове, или лежа­щего на спине человека, над к-рым склонилась его жена, боги­ня неба Нут. Г. не имел храма, центром его влияния был Ге­лиополис.

ГЕБА - в др.-греч. мифологии богиня молодости, олицетворение красоты юности. Дочь Зевса и Ге­ры, жена Геркулеса.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фрид­рих (1770-1831) - философ-идеалист и диалектик, представи­тель классич. нем. философии кон. 18-нач. 19 в. Разработал систему философии, в к-рой „представил весь природный, ис­торический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспре­рывном движении, изменении, пре­образовании и развитии, и сде­лал попытку раскрыть внутрен­нюю связь этого движения и раз­вития (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23). Система Г. состоит из 3 частей: логики (ме­тафизики), философии природы и философии духа. Поскольку, по Г., философия имеет тот же предмет, что и религия - абсолют, бога, — в первой части рассматри­вается движение мысли в бо­жеств, уме, до сотворения при­роды, во второй — инобытие ее в сотворенной природе и в треть­ей - возвращение ее к самой себе в человеч. духе. Реальное содержание этой системы, выяв­ленное в результате материалис-тич. переосмысления философии Г. марксизмом, — историч. разви­тие человеч. познания и обществ, сознания, представленное в плане диалектики. В. И. Ленин писал, что Г. „гениально угадал диалектику вещей (явлений, мира, природы) в диалектике понятий (т. 29, с. 178). Отношение Г. к религии существенно менялось. В ранних работах он противопоставлял „по­зитивную религию как порожде­ние деспотич. гос-ва „народной , к-рая „рождает и питает высокий образ мысли - она идет рука об руку со свободой . Положение Г. о том, что „дух народа, его история, религия, степень полити­ческой свободы не могут рассмат­риваться отдельно... они связаны в один узел , стало основой его историзма в рассмотрении рели­гии. В поздний период Г. видел в религии необходимую ступень в развитии духа от искусства как идеи в чувственном, образ­ном оформлении через религию, где он представлен в лице поту­сторонней личности, к-рая есть и бог, и человек, к философии. Признание последней высш. сту­пенью в развитии духа знамену­ет противоречивость концепции Г., к-рая может означать как поглощение божественного чело­веческим, так и полное погло­щение человеческого божествен­ным и отрицание человеч. лич­ности. Не удалась и попытка Г. осуществить „синтез теизма и пантеизма, т. е. примирить свою философию с традиц. христ. пони­манием бога. Отсюда двойствен­ное отношение теологов и церк­ви к философии религии Г.: от полупризнания до категорич. от­рицания. Историзм Г. повлиял на становление науч. исследования Библии (см. Тюбингенская шко­ла, Д. Штраус).

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone - удовольствие) - этич. принцип, согласно к-рому высш. целью и гл. стимулом человеч. поведе­ния является наслаждение. Был выдвинут др.-греч. философом вт. пол. 5 - нач. 4 в. до н. э. Аристиппом, к-рый утверждал, что стрем­ление к удовольствию заложено в человеке природой и определяет все его действия. Однако человек не должен становиться рабом удо­вольствия, ему следует стремиться к разумному наслаждению. Г. был развит Эпикуром и его последо­вателями, у к-рых он сближается с эвдемонизмом. В Новое время был использован в утилитарист­ской этике. Ее основатель И. Бентам (1748-1832) считал, что нрав­ственность поступка можно выс­читать как баланс удовольствий и страданий.

ГЕЕННА (греч. geenna) - в ми­фологии иудаизма, ислама, христи­анства одно из обозначений ада. Г. - н.-з. название „долины Енномовой (по-евр. Гегинном), прос­тирающейся от горы Сиона до долины Кедронской. По преданию, здесь в древнейшие времена изра­ильтяне приносили жертвы Моло­ху. Царь Иосия с целью искоре­нить идолопоклонство превратил долину в свалку нечистот. Смрад, шедший из долины, сделал ее впоследствии символом ада.

ГЕЙДЕНРЕЙХ Карл-Генрих (1764-1801) - нем. философ-идеалист, поэт. В „Письмах об атеизме (1796) Г. рассматривал философию Канта с позиций ате­изма и теизма. По существу, в „Письмах содержится апология атеизма, утверждение превосход­ства атеистич. нравственности над моралью религ.

ГЕЙНЕ Генрих (1797-1856) - нем. поэт, революционер-демо­крат, друг К. Маркса. Сочетал кри­тику религии и церкви с язвитель­ной и меткой сатирой. Критиковал религ. креационизм („Песни бы­тия ), доктрину божеств, целесо­образности („К телеологии ), христ. богословие („К истории религии и философии в Герма­нии ). Высмеивал схоластич. спо­ры религ. фанатиков („Диспут , „Завещание ), вскрывал реакц. соц. смысл религ. проповедей о загробной жизни, противопостав­ляя им борьбу за счастье на земле („Германия. Зимняя сказка ). Критику религии Г. связывал с борьбой против феодализма, мо­нархии, филистерства.

ГЕКАТОМБА (греч. hekatombe, от hekatdn - 100 и bus - бык) - у др. греков жертвоприношение из 100 быков, позже всякое зна­чит, публичное жертвоприноше­ние, независимо от рода и коли­чества животных. Г. устраивались в ознаменование особо важных событий или в честь богов, пре­имущественно Зевса и Аполлона.

ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834-1919) - нем. ученый. Внес большой вклад в защиту и развитие дарвинизма. Стоял на позициях естеств.-науч. материализма. Проявлял непосле­довательность, отрекаясь от тер­мина „материализм , подменяя его „монизмом , стремился ка­зенную религию заменить материалистич. пантеизмом, Г. активно пропагандировал науч. взгляды на природу, в книге „Мировые загадки разоблачал фидеизм. В. И. Ленин высоко оценил кни­гу Г. Для пропаганды науч. миро­воззрения Г. создал в 1906 „Союз монистов , в 1910 открыто порвал с религией и церковью.

ГЕКСЛИ (Хаксли) Томас Генри (1825-1895) - англ. биолог, друг Дарвина и популяризатор его уче­ния. Науч. работы Г. характери­зуют его как стихийного материа­листа и атеиста, хотя сам он не считал себя материалистом. Г. ввел термин „агностицизм и с по­зиций агностицизма считал, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать существование бога. В. И. Ленин писал, что агности­цизм Г. есть лишь фиговый ли­сток  материализма (см.: т. 18, с. 218).

ГЕЛИОС (Hélios - солнце) - в Др. Греции бог Солнца, олицет­ворение солнечного света и опло­дотворяющей силы солнечного тепла.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ (от греч. helios - солнце) - концепция, со­гласно к-рой Солнце является центром, вокруг к-рого обраща­ются планеты, в т. ч. и Земля. В Др. Греции это предположение высказал Аристарх Самосский (4—3 вв. до н.э.), но науч. под­тверждение Г. получил впервые только в 16 в. в трудах Копер­ника. В системе Коперника Солн­цу отводилась роль центр, тела Вселенной. Около Солнца движут­ся планеты, за ними лежит сфера неподвижных звезд, замыкающая Вселенную. Открытия Галилея, Кеплера, Ньютона способствовали развитию и уточнению Г. Было доказано, что планеты обраща­ются не по круговым, а по эллиптич. орбитам, а силой, связывающей планеты с Солнцем и обусловливающей характер их движения, является тяготение. Последующие достижения привели к выводу, что Солнце является центром Солнечной системы, а не всей Вселенной. Создание Г. оз­начало, как писал Энгельс, „вы­зов церковному авторитету в воп­росах природы (т. 20, с. 347), подрывало религ. идею о центр., избранном месте человечества во Вселенной.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) - франц. философ-материалист, считал, что в основе мира лежат материя и ее движе­ние, отвергал существование души вне и независимо от тела. Заслу­гой Г. в развитии атеизма было обоснование положения о том. что религия является фантастич. отражением в сознании людей их реального бытия. Религ. мораль считал противоречащей здравому смыслу и понятию гражд. добро­детелей. Был поборником свобо­ды совести, понимая ее не только как свободу вероисповедания, но и как право не признавать ника­кой религии. В объяснении проис­хождения религии приблизился к пониманию того факта, что религия вызвана к жизни не только стра­хом человека перед стихийными силами природы, но также неудов­летворенностью реальными усло­виями жизни. Поэтому считал, что для ее преодоления недоста­точно одного просвещения наро­да; необходимы уничтожение фе­од, об-ва и замена его „разумным об-вом. Осн. работы: „Об уме (1758), „О человеке (посмертно, 1773).

ГЕМАРА - см. Талмуд.

ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen - одно и theos - бог) - одна из разновид­ностей политеизма, заключающая­ся в том, что, признавая сущест­вование мн. богов, данное племя или объединение племен считало непосредственно своим покрови­телем лишь одного из них и по­клонялось исключительно ему. Это порождало специфич. представле­ние о союзе данной этнич. группы с определенным богом и о двух­стороннем „избранничестве . Та­кого рода представления нашли свое выражение в ряде книг Вет­хого завета, где народ Израиля и один из богов (элохим) по имени Яхве вступают в отно­шения договора, „завета .

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ - см.Святых культ.

ГЕОЦЕНТРИЗМ (греч. gē - зем­ля, лат. centrum - центр) - кон­цепция, согласно к-рой Земля яв­ляется центром мироздания, во­круг к-рого обращаются Солнце, планеты и звезды. Наиболее раз­витое выражение Г. получил в си­стеме мира, разработанной Пто­лемеем во 2 в. н. э. В ней непод­вижная шарообразная Земля на­ходится в центре мира, а вокруг нее обращаются последовательно Луна, планеты, сфера неподвиж­ных звезд. Далее распростерлись небеса - местонахождение бога. Г. поддерживался и защищался религией, поскольку он соответ­ствовал догмату о человеке как венце творения и служителе божьем. Открытие Коперника и дальнейшие успехи астрономии выявили несостоятельность Г.

ГЕРА - в греч. мифологии дочь Кроноса и Реи (или богини Геи, олицетворяющей Землю). Она же сестра и жена Зевса. Почиталась как царица богов, небесная вла­дычица, покровительница героев и городов, брака и семейной жизни. Культ Г. оказал влияние на развитие культа христ. бого­родицы.

ГЕРАКЛИТ Эфесский (кон. 6-нач. 5 в. до н. э.) - др.-греч. фи­лософ, принадлежал к материалистич. и диалектич. традиции ионийской школы. Рассматривал несотворенный богами мир (кос­мос) как „вечно живой огонь, мерами вспыхивающий и мерами потухающий . Критиковал традиц. мифологию. Образный спо­соб выражения и пережитки мифологич. мышления приводят Г., как показывают отд. фрагменты, к обожествлению первоначала - огня и общей закономерности („необходимости ) - логоса. По­зднее эта сторона философии Г. неправомерно использовалась в религиозном учении стоицизма и в иудео-христианской теологии с се учением о боге-слове (Ин. 1:1 - 5).

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) - нем. философ-просвети­тель. Г. с пантеистич. позиций критиковал традиц. теологию, уче­ние о нематериальности души, от­рицал творение мира из ничего, первород. грех, религ. нетерпи­мость. Подходил к мысли о естеств. происхождении жизни и че­ловека. Идейн. наследие Г. про­тиворечиво: мотивы свободомыс­лия сочетались у него с апологией религии.

ГЕРМА - четырехгранный столб, завершенный скульптурным изоб­ражением головы (первоначаль­но - Гермеса). В Др. Греции Г. - путевой знак, фетиш - охранитель дорог, границ, ворот.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hегmēneutikōs - разъясняющий, ис­толковывающий) - искусство и теория толкования текстов, первонач. смысл к-рых неясен вслед­ствие их древности или неполной сохранности- Для истолкования текстов производится грамматич. исследование языка, конкр.-психологич. и историч. обстановки, в к-рой был создан документ, и др. Г. возн. в эллинист, эпоху в связи с науч. исследованием классич. текстов, а также толко­ванием Библии, применительно к к-рой Г. означает выяснение чувственно буквального, отвле-ченно-нравоучит. и идеально-ми-стич. смыслов текста.

ГЕРМЕС — в греч. мифологии - сын Зевса и Майи, дочери Атланта. Первоначально почитался как бог скотоводов и пастухов, покрови­тель стада и пастбищ, позднее ему поклонялись как покровителю дорог, путников, купцов и торговли,  считался вестником олимпий­ских  богов,  проводником  душ умерших в аид.

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ, Гермес Трижды Величайший - легенд, ав­тор, к-рому приписываются сочи­нения, якобы записанные со слов самого бога Гермеса, отождествля­емого также с египетск. Тотом. Трактаты Г. Т. посвящены в основ­ном оккультным наукам (см. оккультизм) и прежде всего ал­химии, астрологии и магии, а так­же религ.-филос. учениям, близ­ким гностицизму.

ГЕРМЕТИЗМ - термин, к-рым обозначают филос. и религ.-мистич. воззрения, изложенные в т. н. гер­метических трактатах, созд. в эпо­ху эллинизма и поздней антично­сти. Авторство мн. из них припи­сывается вымышл. мудрецу Гер­месу Трисмегисту. В герметич. произведениях („Поймандр и др.), сочетающих в себе вост. и зап. учения, излагаются (в духе гностиков) представления о боге и его эманациях, о человеке и его спасении (сотериология), о мире и его конце (эсхатология). Г. ока­зал влияние на культуру средних веков и Возрождения, а нек-рые герметич. соч. (напр., „Изумруд­ная скрижаль ) послужили осно­вой взглядов алхимиков (см. Алхимия).

ГЕРНГУТЕРЫ - см. Чешские бра­тья.

ГЕРОЕВ КУЛЬТ - сложившееся в Др. Греции почитание мифич. персонажей и реальн. личностей, прославившихся героич. подвига­ми, теми или иными выдающими­ся деяниями. Получил широкое распространение в античном мире. Первоначально герои - дети или потомки божества и смертного человека, своего рода полубоги. Они являются посредниками меж­ду людьми и богами. Выполняют волю последних на земле. Почи­танием пользовались родоначаль­ники, а также такие прославивши­еся личности, как философы Пла­тон, Пифагор, поэт Гомер, драма­турги Эсхил и Софокл, легендар­ный основатель Спарты Ликург. В честь героев сооружались храмы. На их могилах проводились различн. состязания. Наиболее широ­ким почитанием в др.-греч. об-ве пользовался мифич. герой Геракл. Г. к. явился одним из источников формирования христ. культа свя­тых.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870) - рус. революцио­нер-демократ, философ-материа­лист, публицист и литератор. Ате-истич. взгляды Г. явились про­должением и развитием идей М. В. Ломоносова, А. Н. Радище­ва. Существенное влияние на фор­мирование взглядов Г. оказали франц. просветители 18 в. и Л. Фей­ербах. Но Г. во многом пошел дальше них. Исходя из идеи за­кономерности развития природы и об-ва, он подверг критике осн. положения религ. миропонима­ния - креационизм, провиденциа­лизм, учение о бессмертии души. Г. был непримиримым противни­ком любых форм религии. В сво­их филос. произведениях он рас­крыл связь филос. идеализма и религии, вплотную приблизился к науч. пониманию соц. корней и соц. роли религии. Религия, от­мечал он, „основана на раздвоении общества и человека , и этот мир лжи и притворства будет сущест­вовать до тех пор, пока переворот не покончит с ним (Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т. 6, с. 128). Г. выступал против просветит, подхода к преодолению религии.

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749-1832) - нем. поэт и мыслитель, выдающийся деятель европ. прос­вещения. Становление Г. как граж­данина, поэта и мыслителя не­разрывно связано с Великой франц. революцией. Г. мечтал о таком соц. строе, при к-ром было бы возможным свободное проявле­ние творческих способностей чело­века. Много занимался естеств. науками (морфологией растений и животных, геологией). Материа-листич. и атеистич. взгляды были ведущими в мировоззрении Г., выступавшего за освобождение искусства от оков религии. Он придерживался концепции эволю­ции в объяснении не только природы,  но и об-ва, разделяя идею прогресса и высгупая ирогив теологич. трактовки явлений дей­ствительности. Резко критиковал мистику. Однако во взглядах Г. на религию было немало противо­речивого. В последние годы жизни он проявлял интерес к христианст­ву, давая положит, оценку его нравств. принципам.

ГЕФЕСТ - в греч. мифологии - бог огня и кузнечного дела, по­читался как покровитель ремесел. Сын Зевса и Геры (или только Геры). Был хром на обе ноги и некрасив, что не помешало ему взять в жены прекрасную Афро­диту. Г. - искусный мастер; в сво­ей огромной подземной кузнице кует громы и молнии для Зевса. Мифы о Г. Отражают высокий уровень развития худож. ремесла в Др. Греции. Г. изображался обыч­но в одежде ремесленника с мо­лотом или клещами в руке. В римск. мифологии Г. соответ­ствует Вулкан.

ГЕЯ (греч. - земля) - в греч. мифологии - мать-земля. Древ­нейшее доолимпийское божество. Одна из 4 первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая небо (Уран), море (Понт) и горы. Взяла себе в супруги Урана. От их союза родилось первое поколение бо­гов - 6 титанов и 6 титанид, среди к-рых были Кронос и Рея - родители Зевса. Г. не принимала активного участия в жизни олим­пийских богов, но часто давала им мудрые советы. Со временем Г. стали почитать как хранительницу др. мудрости, знавшую веления судьбы, поэтому отождествляли ее с Фемидой. Образ Г. частично воп­лотился в Деметре и Кибеле.

ГИГИЕЯ    (отсюда гигиена) в греч. мифологии - богиня здоро­вья, дочь и помощница Асклепия. Изображалась с  чашей в руке, в к-рую змея источает яд.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hýlē - материя, zōe - жизнь) - учение, утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить.

ГИЛЬОМ Коншский, или Вильгельм Конхесский (р. в 80-х гг. 11 в. - ум. ок. 1154) - франц. философ. В своих соч. „Философия мира и „Драгматикон филосо­фии возродил отд. взгляды антич. атомистики, подверг критике ор­тодокс, рслиг.-католич. филосо­фию. При решении естеств.-науч. вопросов Г. требовал аргумен­тации, основанной на логических доводах, а не ссылок на св. писа­ние. Подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского и др. теологов.

ГИМЕНЕЙ - бог брака в греч. и римск. мифологии.

ГИПАТИЯ, Ипатия (370 415) - пользовавшаяся широкой извест­ностью в антич. мире женщина-математик, астроном, философ-неоплатоник. Преподавала в Александрии. Была зверски растерзана толпой фанатиков-христиан по под­стрекательству александрийского епископа Кирилла.

ГИПНОЗ (греч. hypnos - сон) - искусственно вызываемое сноподобное состояние человека, при к-ром торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отд. ее участки. Торможение при Г. сходно с торможением при физич. сне. Г. известен с глубокой древ­ности. Вплоть до кон. 19 в. гос­подствовали религ. и идеалистич. концепции Г., в части, пытались объяснить Г. действием особых „магнетич. волн , или „флюидов , якобы исходящих от гипнотизера. Труды И. П. Павлова и его уче­ников заложили основы науч.-материалистич. объяснения Г. С т. зр. совр. физиологии высш. нервной деятельности в основе Г. лежит процесс торможения, захватывающий кору больших по­лушарий головного мозга. Г. до­стигается воздействием ритмич­ных монотонных и слабых раздра­жений на различные органы чувств гипнотизируемого индивида (пог­лаживание, тихая, успокаивающая музыка, монотонная речь врача и т.п.). Эти раздражители допол­няются словесным внушением гипнотизера, к-рое становится возможным в связи с тем, что у гипнотизируемого сохраняются бодрствующие участки коры, обес­печивающие его контакт с гипно­тизером. Г. в наст. вр. применя­ется как метод лечения ряда забо­леваний.

ГИППОКРАТ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - др.-греч. врач, рефор­матор античной медицины, мате­риалист. Г. освободил медицину от влияния жреч. храмовой меди­цины и определил пути ее са­мостоят, развития. Отрицал сверхъестеств., божеств, происхож­дение болезней. Г. называют от­цом медицины.

ГЛОК Чарльз (р. 1919) - амер. социолог, проф. Калифорн. ун-та, руководитель „Центра по изу­чению религии и общества . На­чиная с кон. 50-х гг. разрабаты­вает проблемы методологии и ме­тодики эмпирич. исследований ре­лигиозности. Его схема измерений религиозности включает измере­ние „религ. опыта , религ. веры, религ. культа, религ. знаний, „по­следствий религиозности в сфе­ре нерелиг. поведения. Под руко­водством Г. проведен ряд эмпи­рич. исследований религиозности в США.

ГЛОССОЛАЛИЯ (от греч. glōssa - язык, речь и laliá — болтовня, пустословие) - „говорение на иноязыках , патологич. явление, состоящее в бессмысл, выкрики­вании верующими различных не­членораздельных звуков и слов. Может возникать непроизвольно в результате крайнего нервного перенапряжения под влиянием изнурительных многочасовых мо­лений, религ. экстаза, предвари­тельных постов и т. п. Г. культи­вируется в нек-рых направлениях христ. сектантства (напр., пяти­десятниками) и обосновывается мифом о сошествии св. духа на апостолов в день пятидесятницы (см. Троица), в результате чего апостолы якобы „начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать (см. Деян. 2:1-4). По представлениям пятидесятни­ков, Г. - кульминац. пункт крещения духом, один из „видимых даров бога, признак получения верующим божеств, благодати, установления непосредств. обще­ния с богом. Религ. обряды, рас­считанные на появление Г. и не­редко приводящие к серьезным нервным расстройствам у верую­щих, запрещены законодательст­вом о культах как изуверские.

ГНОМЫ - в сказаниях, легендах, поверьях, в эпич, поэзии герм, народов духи, охраняющие под­земные сокровища. Г. представля­ют в виде злых или добрых кар­ликов.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - см. Корни религии.

ГНОСТИКИ (от греч. gnostikōs - имеющий знание) - представители религ.-теософич. движения позд­ней античности, получившего позд­нее название „гностицизм . Раз­личают  гностицизм   иуд.,  языч. и   связанный   с   христианством. Последний, в свою очередь, под­разделяется на популярный и фи-лос.  (Валентин, Василид, Карпо-крат и др.). Г. эклектически свя­зывали идеи антич. философии, заимствованные гл. обр. из пла­тонизма и стоицизма, с представ­лениями вост. религий. Г. приз­навали наличие совершенного бо­жества, между к-рым и грехов­ным материальным миром имеют­ся   промежуточные  существа  - зоны. К ним относили и Христа. Для учения Г. характерны дуа­лизм доброго и злого начал, све­та и тьмы, крайне пессимистич. взгляд на окружающий чувств, мир, подчеркивание своей богоизб­ранности и превознесение мистич. способов  богопознания и само­познания  при негативном отно­шении к рациональному познанию и простой вере. Имея много об­щего  с н.-з.  мифологией,  пост­роения Г. отличаются от нее боль­шей изощренностью, неприятием Ветхого  завета,   отрицанием ис­купительной миссии Христа (при признании   спасительной),   доке-тизмом  и  др.  чертами. Учения гностиков оказали сильное влия­ние   на   манихейство   и   дуалистич. ереси средних веков (павликианство, богомильство, катары и др.).

ГОББС Томас (1588-1679) - англ. философ, один из основа­телей механистич. материализма. По Г., религия - порождение страха и обмана, узда для народа, суеверие, поддерживаемое гос-вом. Г. подверг сокрушит, крити­ке религ. догмы и мифы как несовместимые с науч. миропони­манием, призывал к устранению влияния богословия на науку. Тем не менее Г. считал естеств. сох­ранение религии под контролем гос-ва для целей управления. Мате­риализм, атеизм и антиклерика­лизм Г. оказали значит, влия­ние на последующее развитие сво­бодомыслия в Европе.

ГОГАРТЕН Фридрих (1887-1967) - протест, теолог, один из основоположников диалектич. тео­логии.

ГОЛГОФА (арамейск. - череп) - холм в окрестностях Иерусалима, в древности - место казни прес­тупников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на кресте Иисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедни­ками в призывах терпеливо, по­добно Христу, переносить стра­дания.

„ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ („Stimme der Orthodoxie ) - ежеме­сячный журнал, издающийся в Бер­лине на нем. языке и являющий­ся органом Среднеевропейского экзархата Московской патриархии. Публикует материалы, отражаю­щие осн. аспекты деятельности Рус. правосл. церкви и ее экзар­хатов, а также проповеди и ста­тьи на богосл. темы. Уделяет внимание экуменическим пробле­мам.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

ХАД - ХУТ

ХАДЖЖ (араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом це­ремоний: прослушивание пропове­ди у горы Арафат, символич. мета­ние камней в дьявола, семикрат­ный обход вокруг Каабы, молитва, пи...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Атеисты узнали, что привело Россию к погромам

News image

Вчера представители Общества атеистов Москвы (ATOM) провели пресс-конференцию в защиту российской науки от мракобесия. Московские атеисты обвинили Министерство образования в на...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...