Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ГАГ - ГОЛ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ГАГАРИН Алексей Петрович (1895-1960) - сов. философ, д-р филос. наук, проф. Г. занимался проблемами истории философии и атеизма. Осн. работа: „О клас­совом характере релит, морали (М., 1950).

ГАДАНИЕ - см. Мантика.

ГАЗАВАТ (от араб, „газв - набег) - см. Джихад.

ГАЗАЛИ, аль, Абу Хамид Мухам­мед ибн Мухаммед (1059-1111) - мусульм. теолог и философ. Наи­более известные труды: „Цели философов , „Избавляющий от заблуждения , „Опровержение фи­лософов и др. Г. защищал уче­ние ислама о творении мира бо­гом из ничего, о том, что бог создал тело и душу человека, что дух человеч. вечен, что бог может творить чудеса и т. д. Г. доказывал, что истинное по­знание возможно лишь с по­мощью мистич. философии су­физма.

ГАИЗ - Гос. антирелиг. издатель­ство (1932-1942). Осуществляло выпуск науч. и популярной атеис-тич. лит-ры, а также издавало газету „Безбожник , журналы „Безбожник и „Антирелигиоз­ник . Среди изданий ГАИЗ были работы Е. М. Ярославского, И. И. Скворцова-Степанова, В. К. Ни­кольского, А. Б. Рановича и др. сов. исследователей религии. В де­ятельности ГАИЗ большое место занимали издания произведений крупнейших представителей атеистич. мысли прошлого: Б. Спино­за. Богословско-политический трактат (1934), П.Гольбах. Из­бранные антирелигиозные произ­ведения (1934), Э. Геккель. Ми­ровые загадки (1937) и др.

ГАЛАН Ярослав Александрович (1902-1949) - укр. сов. писатель, разоблачавший в своих произведениях тесную связь укр. бурж. на­ционалистов с реакц. униат, духо­венством (памфлеты „На службе у сатаны , „Отец тьмы и присные , „Сумерки чужих богов , пьеса „В Риме колокола звонят и др.). Был зверски убит укр. нацио­налистами с благословения униа­тов.

ГАЛАХА (др.-евр., букв. - норма, закон) - каждое отд. „законопо­ложение , а также их совокуп­ность в Талмуде. Г. регламенти­ровала релит., семейную и гражд. жизнь евреев. Г. восходит к 4-му в. до н. э., когда т. н. книжники в целях приспособления иудаизма к изменившимся условиям жиз­ни евр. народа занялись коммен­тированием Ветхого завета. Осн. прием построения Г. - умоза­ключения на основе сравнения, по аналогии или на основании тождеств, выражения. На разра­ботку Г. оказало большое влияние римск. и вавилон. законодатель­ство.

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564-1642) - итал. ученый, один из осново­положников экспериментально-ма-тематич. метода в естествознании. Сделал ряд важных науч. откры­тий в области механики и астро­номии, имевших большое миро-воззренч. значение. Открытия Г. подтверждали правоту гелиоцент­ризма, идею бесконечности Все­ленной, физич. однородность зем­ных и небесных тел, существова­ние объективных законов приро­ды и возможность их познания. После выхода в свет соч. „Диа­лог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой (1632) Г. был привлечен к суду инквизиции. Вынужденное „отречение Г. от „коперниканских заблуждений носило фор­мальный характер.

ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство (от лат. назв. Франции — Галлия) - церк.-политич. движение среди франц. католиков за авто­номию франц. церкви от папы римск., возникшее в 13 в. В 1682 на созванном Людовиком XIV нац. церк. соборе была принята „Дек­ларация галликанского духовен­ства , ограничивавшая власть па­пы и проводившаяся в жизнь до кон. 18 в. В перв. пол. 19 в., когда франц. буржуазия, напуганная революц. событиями, искала под­держки у римск. престола, Г. со­шел на нет, В наст. вр. идеи Г. про­являются отдаленно в требованиях франц. епископата о большей само­стоятельности в местн. церк. уп­равлении.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (от лат. hallucinatio - бред, видения) - лож­ное восприятие, возникающее у че­ловека при ряде психич. и инфекц. заболеваний, отравлениях, тяже­лых душевных потрясениях. Из­вестны слуховые, зрительные, обо­нятельные, осязательные и ряд др. Г. У людей, страдающих пси­хич. расстройствами на релит, почве, возникают видения богов и святых, им слышатся „голоса , повелевающие совершить палом­ничество, жертвоприношение и т. п. В нек-рых первобытн. религиях Г. являлись постоянным компо­нентом культовой практики и вы­зывались искусственно при помо­щи растений-галлюциногенов (му­хомор в Сев. Евразии, пейота в Мексике и др.).

ГАНДИЗМ - совокупность религ.-филос, морально-этич. и политич. концепций, выдвинутых М. К. Ган­ди (1869-1948) в ходе нац.-ос­вободит, борьбы инд. народа про­тив англ. завоевателей. Опираясь на индуист. концепции циклич. движения, Г. выдвигает идеал ,,об-ва всеобщего благоденствия , описанного в ,,св. книгах и яко­бы существовавшего в прошлом. Однако в Г. этот идеал связы­вается с протестом широких сло­ев, выступающих против капита­лизма, за ликвидацию эксплуата­ции человека человеком, уста­новление обществ, собственности на средства производства и т. п. В борьбе за достижение справедливого об-ва Г. исходит из необ­ходимости сохранения историчес­ки сложившихся институтов и обы­чаев при постепенном ненасильств. их преобразовании путем напол­нения новым содержанием. Г. от­вергает неравенство, выступает против кастового деления.

ГАПОН Георгий Аполлонович (1870-1906) - священник Петер­бург, пересыльной тюрьмы, прово­катор и агент царской охранки. В предреволюц. годы развернул активную деятельность по подчи­нению рабочего движения полиции и церкви (см. Гапоновщина). В ян­варе 1905 спровоцировал мирн. манифестацию рабочих Петер­бурга к Зимнему дворцу, к-рая была расстреляна царскими вой­сками. Опасаясь разоблачения, бе­жал за границу. По возвращении в Россию в кон. 1905 продолжал выполнять задания охранки. Был казнен рабочими.

ГАПОНОВЩИНА - попытка ца­ризма и церкви отвлечь пролета­риат предреволюц. России от политич. борьбы, использовав для этой цели искусственно созданные объе­динения рабочих, придерживаю­щиеся монархич. ориентации и на­ходящиеся под контролем полиции и духовенства. Такие объединения, получившие название „Собрание русских фабрично-заводских ра­бочих Петербурга , были созданы в 1903-1904 священником Гапоном, действовавшим по заданию царской охранки и при непосредств. поддержке столичного ми­трополита Антония (Вадковского). Собрание пропагандировало и распространяло религ.-черносо­тенную лит-ру, организовывало ду­ховные хоры, проводило лекции и собеседования, сеяло в среде рабочих иллюзии о возможности добиться улучшения своего поло­жения без политич. борьбы. К нач. 1905 гапоновская орг-ция имела 11 отделений, объединявших св. 10 тыс. рабочих. Апогеем ее дея­тельности была организация мир­ного шествия рабочих к царю, к-рое было потоплено в крови царским пр-вом 9 января 1905. . Осн. масса рабочих, находившаяся под влиянием Гапона, прозрела после Кровавого воскресенья и ак­тивно включилась в революц. борьбу против самодержавия.

ГАРВЕЙ Уильям (1578-1657) - англ. врач, физиолог и эмбриолог. Создатель учения о кровообраще­нии, к-рое опровергало сложив­шиеся представления, признанные церковью. Это вызвало ожесточен­ные нападки на Г. со стороны духовенства.

ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ - была разработана Фо­мой Аквинским в борьбе со сто­ронниками „латинского аверроизма , отстаивавшими теорию „двойственной истины , с попытками вывести разум из-под контроля ве­ры. В противовес этим попыткам был выдвинут тезис о том, что положения науки не могут проти­воречить догматам веры. Согласно Г. в. и р. т., между разумом и от­кровением не может быть проти­воречия потому, что оба рода ис­тин имеют свое конечное и высш. основание в премудрости бога, а он не может противоречить сам себе. Не отвергая правомерность и ценность науки, томизм пытался, т. о., свести ее функции к дока­зательству с помощью разума бы­тия бога, превратить науку в слу­жанку теологии. В совр. като-лич. теологии и философии Г. в. и р. т. используется в целях ин­терпретации науч. знания в религ. духе.

ГАРНАК Адольф (1851-1930) - нем. протест, теолог, историк христианства и церкви. Полагал, что религия может быть понята только как осн., гл. часть культу­ры. Отвергая „догматич. христи­анство, Г. в нравств. содержании евангелия усматривал тот „идеал , к-рый должен служить целью и ру­ководством историч. развития, ос­новой универсального человеч. братства, осознания человеком долга по отношению к своему ближнему.

ГАРУСПИКИ (от этрусск. harus - внутренности и лат. specio - на­блюдаю)    -   жрецы-прорицатели в Др. Риме, занимавшиеся гада­нием по внутренностям живот­ных и истолкованием „знаме­ний (ударов молний, появле­ния радужных колец вокруг солнца, внезапных эпидемий, снов и т. д.). С 1 по 5 в. были органи­зованы в специальную жреч. кол­легию.

ГАСКАЛА (др.-евр. - просвеще­ние) — просветит, движение евр. бурж. интеллигенции Германии, Польши, России в 18-19 вв. Сто­ронники Г. выступали против ре-акц. идеи нац.-религ. исключитель­ности евреев, боролись с хасидиз­мом, ставили целью распростране­ние среди евреев науч. знаний и полезных профессий.

ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) - франц. философ-материалист, ис­торик и, математик, сторонник атомистики Демокрита и Эпикура. Г. дал изложение и обосновал учение Эпикура, освободив его, по словам К. Маркса, „от интердик­та, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем (Из ранних произведений. М., 1956, с. 23). Жизнен, позиция и воззрения Г. были противоре­чивы. Так, возродив атомистику, он признавал бога в качестве нач. причины первого сочетания ато­мов. Однако, несмотря на миро-воззренч. непоследовательность, он способствовал освобождению фи-лос. мысли от пут ср.-век. схо­ластики.

ГАУТАМА - родовое имя стран­ствующего проповедника Сиддхар-тхи из племени шакья (сакья), считающегося в инд. традиции основоположником религ.-филос. учения буддизма.

ГВАРДИНИ Романо (1885-1968) - нем. католич. философ, близкий к христ. экзистенциализ­му. Исходя из тезиса о противо­речивости жизни, разработал кон­цепцию включенности человека посредством христ. веры в про­тивостоящий ему и сотворенный богом мир. Пытался интерпретиро­вать христианство как нечто от­личное от религии.

ГЕБ - в пантеоне Др. Египта оли­цетворение Земли и раститель­ности. Г. называли отцом богов, солнца и луны. Изображался в ви­де гуся, или бородатого человека с гусем на голове, или лежа­щего на спине человека, над к-рым склонилась его жена, боги­ня неба Нут. Г. не имел храма, центром его влияния был Ге­лиополис.

ГЕБА - в др.-греч. мифологии богиня молодости, олицетворение красоты юности. Дочь Зевса и Ге­ры, жена Геркулеса.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фрид­рих (1770-1831) - философ-идеалист и диалектик, представи­тель классич. нем. философии кон. 18-нач. 19 в. Разработал систему философии, в к-рой „представил весь природный, ис­торический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспре­рывном движении, изменении, пре­образовании и развитии, и сде­лал попытку раскрыть внутрен­нюю связь этого движения и раз­вития (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23). Система Г. состоит из 3 частей: логики (ме­тафизики), философии природы и философии духа. Поскольку, по Г., философия имеет тот же предмет, что и религия - абсолют, бога, — в первой части рассматри­вается движение мысли в бо­жеств, уме, до сотворения при­роды, во второй — инобытие ее в сотворенной природе и в треть­ей - возвращение ее к самой себе в человеч. духе. Реальное содержание этой системы, выяв­ленное в результате материалис-тич. переосмысления философии Г. марксизмом, — историч. разви­тие человеч. познания и обществ, сознания, представленное в плане диалектики. В. И. Ленин писал, что Г. „гениально угадал диалектику вещей (явлений, мира, природы) в диалектике понятий (т. 29, с. 178). Отношение Г. к религии существенно менялось. В ранних работах он противопоставлял „по­зитивную религию как порожде­ние деспотич. гос-ва „народной , к-рая „рождает и питает высокий образ мысли - она идет рука об руку со свободой . Положение Г. о том, что „дух народа, его история, религия, степень полити­ческой свободы не могут рассмат­риваться отдельно... они связаны в один узел , стало основой его историзма в рассмотрении рели­гии. В поздний период Г. видел в религии необходимую ступень в развитии духа от искусства как идеи в чувственном, образ­ном оформлении через религию, где он представлен в лице поту­сторонней личности, к-рая есть и бог, и человек, к философии. Признание последней высш. сту­пенью в развитии духа знамену­ет противоречивость концепции Г., к-рая может означать как поглощение божественного чело­веческим, так и полное погло­щение человеческого божествен­ным и отрицание человеч. лич­ности. Не удалась и попытка Г. осуществить „синтез теизма и пантеизма, т. е. примирить свою философию с традиц. христ. пони­манием бога. Отсюда двойствен­ное отношение теологов и церк­ви к философии религии Г.: от полупризнания до категорич. от­рицания. Историзм Г. повлиял на становление науч. исследования Библии (см. Тюбингенская шко­ла, Д. Штраус).

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone - удовольствие) - этич. принцип, согласно к-рому высш. целью и гл. стимулом человеч. поведе­ния является наслаждение. Был выдвинут др.-греч. философом вт. пол. 5 - нач. 4 в. до н. э. Аристиппом, к-рый утверждал, что стрем­ление к удовольствию заложено в человеке природой и определяет все его действия. Однако человек не должен становиться рабом удо­вольствия, ему следует стремиться к разумному наслаждению. Г. был развит Эпикуром и его последо­вателями, у к-рых он сближается с эвдемонизмом. В Новое время был использован в утилитарист­ской этике. Ее основатель И. Бентам (1748-1832) считал, что нрав­ственность поступка можно выс­читать как баланс удовольствий и страданий.

ГЕЕННА (греч. geenna) - в ми­фологии иудаизма, ислама, христи­анства одно из обозначений ада. Г. - н.-з. название „долины Енномовой (по-евр. Гегинном), прос­тирающейся от горы Сиона до долины Кедронской. По преданию, здесь в древнейшие времена изра­ильтяне приносили жертвы Моло­ху. Царь Иосия с целью искоре­нить идолопоклонство превратил долину в свалку нечистот. Смрад, шедший из долины, сделал ее впоследствии символом ада.

ГЕЙДЕНРЕЙХ Карл-Генрих (1764-1801) - нем. философ-идеалист, поэт. В „Письмах об атеизме (1796) Г. рассматривал философию Канта с позиций ате­изма и теизма. По существу, в „Письмах содержится апология атеизма, утверждение превосход­ства атеистич. нравственности над моралью религ.

ГЕЙНЕ Генрих (1797-1856) - нем. поэт, революционер-демо­крат, друг К. Маркса. Сочетал кри­тику религии и церкви с язвитель­ной и меткой сатирой. Критиковал религ. креационизм („Песни бы­тия ), доктрину божеств, целесо­образности („К телеологии ), христ. богословие („К истории религии и философии в Герма­нии ). Высмеивал схоластич. спо­ры религ. фанатиков („Диспут , „Завещание ), вскрывал реакц. соц. смысл религ. проповедей о загробной жизни, противопостав­ляя им борьбу за счастье на земле („Германия. Зимняя сказка ). Критику религии Г. связывал с борьбой против феодализма, мо­нархии, филистерства.

ГЕКАТОМБА (греч. hekatombe, от hekatdn - 100 и bus - бык) - у др. греков жертвоприношение из 100 быков, позже всякое зна­чит, публичное жертвоприноше­ние, независимо от рода и коли­чества животных. Г. устраивались в ознаменование особо важных событий или в честь богов, пре­имущественно Зевса и Аполлона.

ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834-1919) - нем. ученый. Внес большой вклад в защиту и развитие дарвинизма. Стоял на позициях естеств.-науч. материализма. Проявлял непосле­довательность, отрекаясь от тер­мина „материализм , подменяя его „монизмом , стремился ка­зенную религию заменить материалистич. пантеизмом, Г. активно пропагандировал науч. взгляды на природу, в книге „Мировые загадки разоблачал фидеизм. В. И. Ленин высоко оценил кни­гу Г. Для пропаганды науч. миро­воззрения Г. создал в 1906 „Союз монистов , в 1910 открыто порвал с религией и церковью.

ГЕКСЛИ (Хаксли) Томас Генри (1825-1895) - англ. биолог, друг Дарвина и популяризатор его уче­ния. Науч. работы Г. характери­зуют его как стихийного материа­листа и атеиста, хотя сам он не считал себя материалистом. Г. ввел термин „агностицизм и с по­зиций агностицизма считал, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать существование бога. В. И. Ленин писал, что агности­цизм Г. есть лишь фиговый ли­сток  материализма (см.: т. 18, с. 218).

ГЕЛИОС (Hélios - солнце) - в Др. Греции бог Солнца, олицет­ворение солнечного света и опло­дотворяющей силы солнечного тепла.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ (от греч. helios - солнце) - концепция, со­гласно к-рой Солнце является центром, вокруг к-рого обраща­ются планеты, в т. ч. и Земля. В Др. Греции это предположение высказал Аристарх Самосский (4—3 вв. до н.э.), но науч. под­тверждение Г. получил впервые только в 16 в. в трудах Копер­ника. В системе Коперника Солн­цу отводилась роль центр, тела Вселенной. Около Солнца движут­ся планеты, за ними лежит сфера неподвижных звезд, замыкающая Вселенную. Открытия Галилея, Кеплера, Ньютона способствовали развитию и уточнению Г. Было доказано, что планеты обраща­ются не по круговым, а по эллиптич. орбитам, а силой, связывающей планеты с Солнцем и обусловливающей характер их движения, является тяготение. Последующие достижения привели к выводу, что Солнце является центром Солнечной системы, а не всей Вселенной. Создание Г. оз­начало, как писал Энгельс, „вы­зов церковному авторитету в воп­росах природы (т. 20, с. 347), подрывало религ. идею о центр., избранном месте человечества во Вселенной.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) - франц. философ-материалист, считал, что в основе мира лежат материя и ее движе­ние, отвергал существование души вне и независимо от тела. Заслу­гой Г. в развитии атеизма было обоснование положения о том. что религия является фантастич. отражением в сознании людей их реального бытия. Религ. мораль считал противоречащей здравому смыслу и понятию гражд. добро­детелей. Был поборником свобо­ды совести, понимая ее не только как свободу вероисповедания, но и как право не признавать ника­кой религии. В объяснении проис­хождения религии приблизился к пониманию того факта, что религия вызвана к жизни не только стра­хом человека перед стихийными силами природы, но также неудов­летворенностью реальными усло­виями жизни. Поэтому считал, что для ее преодоления недоста­точно одного просвещения наро­да; необходимы уничтожение фе­од, об-ва и замена его „разумным об-вом. Осн. работы: „Об уме (1758), „О человеке (посмертно, 1773).

ГЕМАРА - см. Талмуд.

ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen - одно и theos - бог) - одна из разновид­ностей политеизма, заключающая­ся в том, что, признавая сущест­вование мн. богов, данное племя или объединение племен считало непосредственно своим покрови­телем лишь одного из них и по­клонялось исключительно ему. Это порождало специфич. представле­ние о союзе данной этнич. группы с определенным богом и о двух­стороннем „избранничестве . Та­кого рода представления нашли свое выражение в ряде книг Вет­хого завета, где народ Израиля и один из богов (элохим) по имени Яхве вступают в отно­шения договора, „завета .

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ - см.Святых культ.

ГЕОЦЕНТРИЗМ (греч. gē - зем­ля, лат. centrum - центр) - кон­цепция, согласно к-рой Земля яв­ляется центром мироздания, во­круг к-рого обращаются Солнце, планеты и звезды. Наиболее раз­витое выражение Г. получил в си­стеме мира, разработанной Пто­лемеем во 2 в. н. э. В ней непод­вижная шарообразная Земля на­ходится в центре мира, а вокруг нее обращаются последовательно Луна, планеты, сфера неподвиж­ных звезд. Далее распростерлись небеса - местонахождение бога. Г. поддерживался и защищался религией, поскольку он соответ­ствовал догмату о человеке как венце творения и служителе божьем. Открытие Коперника и дальнейшие успехи астрономии выявили несостоятельность Г.

ГЕРА - в греч. мифологии дочь Кроноса и Реи (или богини Геи, олицетворяющей Землю). Она же сестра и жена Зевса. Почиталась как царица богов, небесная вла­дычица, покровительница героев и городов, брака и семейной жизни. Культ Г. оказал влияние на развитие культа христ. бого­родицы.

ГЕРАКЛИТ Эфесский (кон. 6-нач. 5 в. до н. э.) - др.-греч. фи­лософ, принадлежал к материалистич. и диалектич. традиции ионийской школы. Рассматривал несотворенный богами мир (кос­мос) как „вечно живой огонь, мерами вспыхивающий и мерами потухающий . Критиковал традиц. мифологию. Образный спо­соб выражения и пережитки мифологич. мышления приводят Г., как показывают отд. фрагменты, к обожествлению первоначала - огня и общей закономерности („необходимости ) - логоса. По­зднее эта сторона философии Г. неправомерно использовалась в религиозном учении стоицизма и в иудео-христианской теологии с се учением о боге-слове (Ин. 1:1 - 5).

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) - нем. философ-просвети­тель. Г. с пантеистич. позиций критиковал традиц. теологию, уче­ние о нематериальности души, от­рицал творение мира из ничего, первород. грех, религ. нетерпи­мость. Подходил к мысли о естеств. происхождении жизни и че­ловека. Идейн. наследие Г. про­тиворечиво: мотивы свободомыс­лия сочетались у него с апологией религии.

ГЕРМА - четырехгранный столб, завершенный скульптурным изоб­ражением головы (первоначаль­но - Гермеса). В Др. Греции Г. - путевой знак, фетиш - охранитель дорог, границ, ворот.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hегmēneutikōs - разъясняющий, ис­толковывающий) - искусство и теория толкования текстов, первонач. смысл к-рых неясен вслед­ствие их древности или неполной сохранности- Для истолкования текстов производится грамматич. исследование языка, конкр.-психологич. и историч. обстановки, в к-рой был создан документ, и др. Г. возн. в эллинист, эпоху в связи с науч. исследованием классич. текстов, а также толко­ванием Библии, применительно к к-рой Г. означает выяснение чувственно буквального, отвле-ченно-нравоучит. и идеально-ми-стич. смыслов текста.

ГЕРМЕС — в греч. мифологии - сын Зевса и Майи, дочери Атланта. Первоначально почитался как бог скотоводов и пастухов, покрови­тель стада и пастбищ, позднее ему поклонялись как покровителю дорог, путников, купцов и торговли,  считался вестником олимпий­ских  богов,  проводником  душ умерших в аид.

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ, Гермес Трижды Величайший - легенд, ав­тор, к-рому приписываются сочи­нения, якобы записанные со слов самого бога Гермеса, отождествля­емого также с египетск. Тотом. Трактаты Г. Т. посвящены в основ­ном оккультным наукам (см. оккультизм) и прежде всего ал­химии, астрологии и магии, а так­же религ.-филос. учениям, близ­ким гностицизму.

ГЕРМЕТИЗМ - термин, к-рым обозначают филос. и религ.-мистич. воззрения, изложенные в т. н. гер­метических трактатах, созд. в эпо­ху эллинизма и поздней антично­сти. Авторство мн. из них припи­сывается вымышл. мудрецу Гер­месу Трисмегисту. В герметич. произведениях („Поймандр и др.), сочетающих в себе вост. и зап. учения, излагаются (в духе гностиков) представления о боге и его эманациях, о человеке и его спасении (сотериология), о мире и его конце (эсхатология). Г. ока­зал влияние на культуру средних веков и Возрождения, а нек-рые герметич. соч. (напр., „Изумруд­ная скрижаль ) послужили осно­вой взглядов алхимиков (см. Алхимия).

ГЕРНГУТЕРЫ - см. Чешские бра­тья.

ГЕРОЕВ КУЛЬТ - сложившееся в Др. Греции почитание мифич. персонажей и реальн. личностей, прославившихся героич. подвига­ми, теми или иными выдающими­ся деяниями. Получил широкое распространение в античном мире. Первоначально герои - дети или потомки божества и смертного человека, своего рода полубоги. Они являются посредниками меж­ду людьми и богами. Выполняют волю последних на земле. Почи­танием пользовались родоначаль­ники, а также такие прославивши­еся личности, как философы Пла­тон, Пифагор, поэт Гомер, драма­турги Эсхил и Софокл, легендар­ный основатель Спарты Ликург. В честь героев сооружались храмы. На их могилах проводились различн. состязания. Наиболее широ­ким почитанием в др.-греч. об-ве пользовался мифич. герой Геракл. Г. к. явился одним из источников формирования христ. культа свя­тых.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870) - рус. революцио­нер-демократ, философ-материа­лист, публицист и литератор. Ате-истич. взгляды Г. явились про­должением и развитием идей М. В. Ломоносова, А. Н. Радище­ва. Существенное влияние на фор­мирование взглядов Г. оказали франц. просветители 18 в. и Л. Фей­ербах. Но Г. во многом пошел дальше них. Исходя из идеи за­кономерности развития природы и об-ва, он подверг критике осн. положения религ. миропонима­ния - креационизм, провиденциа­лизм, учение о бессмертии души. Г. был непримиримым противни­ком любых форм религии. В сво­их филос. произведениях он рас­крыл связь филос. идеализма и религии, вплотную приблизился к науч. пониманию соц. корней и соц. роли религии. Религия, от­мечал он, „основана на раздвоении общества и человека , и этот мир лжи и притворства будет сущест­вовать до тех пор, пока переворот не покончит с ним (Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т. 6, с. 128). Г. выступал против просветит, подхода к преодолению религии.

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749-1832) - нем. поэт и мыслитель, выдающийся деятель европ. прос­вещения. Становление Г. как граж­данина, поэта и мыслителя не­разрывно связано с Великой франц. революцией. Г. мечтал о таком соц. строе, при к-ром было бы возможным свободное проявле­ние творческих способностей чело­века. Много занимался естеств. науками (морфологией растений и животных, геологией). Материа-листич. и атеистич. взгляды были ведущими в мировоззрении Г., выступавшего за освобождение искусства от оков религии. Он придерживался концепции эволю­ции в объяснении не только природы,  но и об-ва, разделяя идею прогресса и высгупая ирогив теологич. трактовки явлений дей­ствительности. Резко критиковал мистику. Однако во взглядах Г. на религию было немало противо­речивого. В последние годы жизни он проявлял интерес к христианст­ву, давая положит, оценку его нравств. принципам.

ГЕФЕСТ - в греч. мифологии - бог огня и кузнечного дела, по­читался как покровитель ремесел. Сын Зевса и Геры (или только Геры). Был хром на обе ноги и некрасив, что не помешало ему взять в жены прекрасную Афро­диту. Г. - искусный мастер; в сво­ей огромной подземной кузнице кует громы и молнии для Зевса. Мифы о Г. Отражают высокий уровень развития худож. ремесла в Др. Греции. Г. изображался обыч­но в одежде ремесленника с мо­лотом или клещами в руке. В римск. мифологии Г. соответ­ствует Вулкан.

ГЕЯ (греч. - земля) - в греч. мифологии - мать-земля. Древ­нейшее доолимпийское божество. Одна из 4 первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая небо (Уран), море (Понт) и горы. Взяла себе в супруги Урана. От их союза родилось первое поколение бо­гов - 6 титанов и 6 титанид, среди к-рых были Кронос и Рея - родители Зевса. Г. не принимала активного участия в жизни олим­пийских богов, но часто давала им мудрые советы. Со временем Г. стали почитать как хранительницу др. мудрости, знавшую веления судьбы, поэтому отождествляли ее с Фемидой. Образ Г. частично воп­лотился в Деметре и Кибеле.

ГИГИЕЯ    (отсюда гигиена) в греч. мифологии - богиня здоро­вья, дочь и помощница Асклепия. Изображалась с  чашей в руке, в к-рую змея источает яд.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hýlē - материя, zōe - жизнь) - учение, утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить.

ГИЛЬОМ Коншский, или Вильгельм Конхесский (р. в 80-х гг. 11 в. - ум. ок. 1154) - франц. философ. В своих соч. „Философия мира и „Драгматикон филосо­фии возродил отд. взгляды антич. атомистики, подверг критике ор­тодокс, рслиг.-католич. филосо­фию. При решении естеств.-науч. вопросов Г. требовал аргумен­тации, основанной на логических доводах, а не ссылок на св. писа­ние. Подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского и др. теологов.

ГИМЕНЕЙ - бог брака в греч. и римск. мифологии.

ГИПАТИЯ, Ипатия (370 415) - пользовавшаяся широкой извест­ностью в антич. мире женщина-математик, астроном, философ-неоплатоник. Преподавала в Александрии. Была зверски растерзана толпой фанатиков-христиан по под­стрекательству александрийского епископа Кирилла.

ГИПНОЗ (греч. hypnos - сон) - искусственно вызываемое сноподобное состояние человека, при к-ром торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отд. ее участки. Торможение при Г. сходно с торможением при физич. сне. Г. известен с глубокой древ­ности. Вплоть до кон. 19 в. гос­подствовали религ. и идеалистич. концепции Г., в части, пытались объяснить Г. действием особых „магнетич. волн , или „флюидов , якобы исходящих от гипнотизера. Труды И. П. Павлова и его уче­ников заложили основы науч.-материалистич. объяснения Г. С т. зр. совр. физиологии высш. нервной деятельности в основе Г. лежит процесс торможения, захватывающий кору больших по­лушарий головного мозга. Г. до­стигается воздействием ритмич­ных монотонных и слабых раздра­жений на различные органы чувств гипнотизируемого индивида (пог­лаживание, тихая, успокаивающая музыка, монотонная речь врача и т.п.). Эти раздражители допол­няются словесным внушением гипнотизера, к-рое становится возможным в связи с тем, что у гипнотизируемого сохраняются бодрствующие участки коры, обес­печивающие его контакт с гипно­тизером. Г. в наст. вр. применя­ется как метод лечения ряда забо­леваний.

ГИППОКРАТ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - др.-греч. врач, рефор­матор античной медицины, мате­риалист. Г. освободил медицину от влияния жреч. храмовой меди­цины и определил пути ее са­мостоят, развития. Отрицал сверхъестеств., божеств, происхож­дение болезней. Г. называют от­цом медицины.

ГЛОК Чарльз (р. 1919) - амер. социолог, проф. Калифорн. ун-та, руководитель „Центра по изу­чению религии и общества . На­чиная с кон. 50-х гг. разрабаты­вает проблемы методологии и ме­тодики эмпирич. исследований ре­лигиозности. Его схема измерений религиозности включает измере­ние „религ. опыта , религ. веры, религ. культа, религ. знаний, „по­следствий религиозности в сфе­ре нерелиг. поведения. Под руко­водством Г. проведен ряд эмпи­рич. исследований религиозности в США.

ГЛОССОЛАЛИЯ (от греч. glōssa - язык, речь и laliá — болтовня, пустословие) - „говорение на иноязыках , патологич. явление, состоящее в бессмысл, выкрики­вании верующими различных не­членораздельных звуков и слов. Может возникать непроизвольно в результате крайнего нервного перенапряжения под влиянием изнурительных многочасовых мо­лений, религ. экстаза, предвари­тельных постов и т. п. Г. культи­вируется в нек-рых направлениях христ. сектантства (напр., пяти­десятниками) и обосновывается мифом о сошествии св. духа на апостолов в день пятидесятницы (см. Троица), в результате чего апостолы якобы „начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать (см. Деян. 2:1-4). По представлениям пятидесятни­ков, Г. - кульминац. пункт крещения духом, один из „видимых даров бога, признак получения верующим божеств, благодати, установления непосредств. обще­ния с богом. Религ. обряды, рас­считанные на появление Г. и не­редко приводящие к серьезным нервным расстройствам у верую­щих, запрещены законодательст­вом о культах как изуверские.

ГНОМЫ - в сказаниях, легендах, поверьях, в эпич, поэзии герм, народов духи, охраняющие под­земные сокровища. Г. представля­ют в виде злых или добрых кар­ликов.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - см. Корни религии.

ГНОСТИКИ (от греч. gnostikōs - имеющий знание) - представители религ.-теософич. движения позд­ней античности, получившего позд­нее название „гностицизм . Раз­личают  гностицизм   иуд.,  языч. и   связанный   с   христианством. Последний, в свою очередь, под­разделяется на популярный и фи-лос.  (Валентин, Василид, Карпо-крат и др.). Г. эклектически свя­зывали идеи антич. философии, заимствованные гл. обр. из пла­тонизма и стоицизма, с представ­лениями вост. религий. Г. приз­навали наличие совершенного бо­жества, между к-рым и грехов­ным материальным миром имеют­ся   промежуточные  существа  - зоны. К ним относили и Христа. Для учения Г. характерны дуа­лизм доброго и злого начал, све­та и тьмы, крайне пессимистич. взгляд на окружающий чувств, мир, подчеркивание своей богоизб­ранности и превознесение мистич. способов  богопознания и само­познания  при негативном отно­шении к рациональному познанию и простой вере. Имея много об­щего  с н.-з.  мифологией,  пост­роения Г. отличаются от нее боль­шей изощренностью, неприятием Ветхого  завета,   отрицанием ис­купительной миссии Христа (при признании   спасительной),   доке-тизмом  и  др.  чертами. Учения гностиков оказали сильное влия­ние   на   манихейство   и   дуалистич. ереси средних веков (павликианство, богомильство, катары и др.).

ГОББС Томас (1588-1679) - англ. философ, один из основа­телей механистич. материализма. По Г., религия - порождение страха и обмана, узда для народа, суеверие, поддерживаемое гос-вом. Г. подверг сокрушит, крити­ке религ. догмы и мифы как несовместимые с науч. миропони­манием, призывал к устранению влияния богословия на науку. Тем не менее Г. считал естеств. сох­ранение религии под контролем гос-ва для целей управления. Мате­риализм, атеизм и антиклерика­лизм Г. оказали значит, влия­ние на последующее развитие сво­бодомыслия в Европе.

ГОГАРТЕН Фридрих (1887-1967) - протест, теолог, один из основоположников диалектич. тео­логии.

ГОЛГОФА (арамейск. - череп) - холм в окрестностях Иерусалима, в древности - место казни прес­тупников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на кресте Иисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедни­ками в призывах терпеливо, по­добно Христу, переносить стра­дания.

„ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ („Stimme der Orthodoxie ) - ежеме­сячный журнал, издающийся в Бер­лине на нем. языке и являющий­ся органом Среднеевропейского экзархата Московской патриархии. Публикует материалы, отражаю­щие осн. аспекты деятельности Рус. правосл. церкви и ее экзар­хатов, а также проповеди и ста­тьи на богосл. темы. Уделяет внимание экуменическим пробле­мам.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Словарь Атеиста:

УАЙ - УЭС

УАЙТ Елена (1827-1916) - по­читаемая адвентистами седьмого дня „пророчица , гл. идеолог это­го христ. течения. У. принадле­жит разработка ос...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Заметки атеиста

News image

Реалисты, объединяйтесь! Что такое или кто такой Бог? Персонаж древних мифов, и не более того. Приходится сожалеть, что многие люди верят в ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...