ВАА - ВНУ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ВААЛ, Баал (финик. — владыка) - др. общесемитское божество, почиталось в Финикии, Палестине и Сирии. В. считался властителем земли, дождя и грозы, покровителем городов и жизни.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - см. Вавилонское столпотворение.
ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ - собират. наименование политеистич. верований в рабовлад. об-вах Месопотамии - в Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии (4-1 тыс. до н. э.). Гл. идеи В. р. следующие: простые люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари; существующие по-рядкй и законы божественны. Боги В. р. выступают в антропоморфном виде. В Шумере в 4—3 тыс. до н. э. на основе слияния племен, культов сформировалось представление о великой троице богов (Ану, Энлиль, Эа), наряду с к-рыми признавались и др. боги, олицетворявшие силы природы и отд. стороны практич. деятельности людей. С др. времен в Месопотамии были развиты земледельческие культы, особенно культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза. С нач. 2 тыс. до н. э. во главе сонма богов ставится покровитель Вавилона бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилон. царей отражается в появлении тенденции к монотеизму: др. боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. В эпоху ассир. владычества (8-7 вв. до н. э.) В. р. пополнилась представлениями о племен, и нац. ассир. богах, прежде всего о боге Ашшуре. После крушения ассир. империи эти представления исчезли. В В. р. всегда сохранялись остатки перво-бытн. верований, в части, анимизм и магия, была развита мантика, важная роль отводилась астральным культам. В. р. нашла отражение в др. письменных памятниках - „Энума элиш , эпосе о Гильгамеше и др., нек-рые идеи и сюжеты этих соч; были заимствованы др. евреями (напр., легенда о потопе). В. р. характеризуется развитым институтом жречества, к-рое строго регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы. С распространением в Месопотамии зороастризма, христианства, ислама В. р. постепенно размывалась, прекратив свое существование к 13 в. н. э.
ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН - в 597 до н. э. вавилон. царь Навуходоносор II осадил Иерусалим, разграбил его и увел в плен иудейскую знать, мастеров и ремесленников. В 586 до н. э. он вторично осадил Иерусалим, разрушил его и увел в апен значит, часть населения Иудеи. Плен длился ок. 50 лет. В 539 до н. э. перс, царь Кир II завоевал Вавилон и освободил иудеев из плена. История пленения иудеев и их освобождения из плена нашла отражение в книгах Ветхого завета и трактуется как свершение воли божьей.
ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ — библ. легенда, согласно к-рой все люди первоначально говорили на одном языке, но после того, как они начали строить Вавилон, башню (столп) „до небес , „сошел господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие (Быт. 11: 5), он расстроил их замысел: „смешал языки людей, люди перестали понимать друг друга, и башня оказалась недостроенной. Легенды о недостроенной башне и возникновении разных языков бытуют у разных народов. Однако нек-рые историки полагают, что прообразом Вавилон, башни является вавилон. пирамида (зиккурат), к-рая, по данным археологии, состояла из 7 ярусов, а высота ее равнялась 90 м. Это было огромное культовое сооружение. Иудеи и христиане считают В. с. символом тщеславия, наказуемого богом.
ВАКФ, чаще вакуф (араб.) - в странах распространения ислама подаренное или завещанное религ. или благотворит, орг-циям имущество (как правило, земля). В. не отчуждается и не облагается налогом. Сохранился в нек-рых странах Востока, где составляет экономич. основу влияния мусульм. духовенства.
ВАКХ, Бахус (греч. Bakchos - шумный) — в др.-греч. мифологии одно из имен бога Диониса. В Др. Риме почитался как бог виноделия, вина и веселья. Распространению культа В. в Италии способствовало развитие виноградарства и виноделия. В честь В. праздновались вакханалии.
ВАКХАНАЛИИ - религ. празднества в честь бога Вакха (Диониса) в Др. Греции и Риме. Носили характер необузданных оргий. В. происходили обычно по ночам, на лоне природы, при свете факелов. Гл. роль в В. играли женщины (вакханки, менады), приводившие себя вином и религ. экзальтацией в буйное состояние. Особое распространение и дикие формы В. приобрели в Италии во 2 в. до н. э. В 186 до н. э. В. были запрещены Римск. сенатом, но еще долгое время совершались тайно.
ВАЛЕНТИН ( 2 в. н. э.) - см. Гностики.
ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович (1835-1865) - казахск. просветитель-демократ, ученый и обществ, деятель. Мировоззрение В. сложилось под влиянием передовой рус. культуры. В объяснении явлений природы В. стоял на позициях материализма и атеизма. Осн. работа: „Следы шаманства у киргизов .
ВАЛКИРИИ, валькирии - в др.-герм, мифологии девы-воительницы, жрицы Одина, к-рые отбирали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летающих конях уносили души павших в небесный чертог Одина - Валгаллу.
ВАЛЛА Лоренцо (1407-1457) - итал. гуманист эпохи Возрождения. Вел борьбу с христ. догматизмом и авторитаризмом. В. подверг сомнению богодухновенность Библии, истинность догматов, веру в бессмертие души. В диалоге „О наслаждении (вторая ред. - „Об истинном благе ), опираясь на понятый в духе Возрождения эпикуреизм, дал светскую трактовку христ. идеала: цель человека - земное наслаждение - не препятствует небесному блаженству. Выступил с критикой монашества и папства; доказал подложность т. н. Константинова дара, утверждая тем самым светский характер гос-ва.
ВАЛТАСАР — сын последнего царя Вавилонии Набонида. Погиб в 539 до н. э. при взятии Вавилона персами. С именем В. связана библ. легенда о том, что во время его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, предвещавшая падение Вавилона в ту же ночь. Валтасаров пир - символ беспечности перед грядущей катастрофой.
ВАЛЬДЕНСЫ (позднелат. Valdenses), лионские бедняки — последователи ср.-век. еретич. сектант, движения, возникшего в поел. четв. 12 в. среди крепост. крестьян и ремесленников Южн. Франции и распространившегося позднее в Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании. Название происходит от имени основателя движения - купца Пьера Вальдо, к-рый в 1176 основал общину „совершенных . По своему характеру ересь В. - форма соц.-поли-тич. протеста плебейских масс и крестьян против феодализма и католич. церкви. В. отрицали право католич. церкви иметь собственность, собирать десятину; выступали против папы римск. и его претензии быть наместником апостола Петра. Отрицали католич. духовенство, таинства, почитание креста, догмат о чистилище и т. д., смыкаясь в этом плане с катарами (в часта., с альбигойцами). Католич. церковь и феодалы жестоко преследовали В. Несмотря на это, В. сохранились в ряде областей Франции, Швейцарии и Италии ив 20 в.
ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ (по имени св. игуменьи Вальпургии, память к-рой чтится католиками 1 мая). Ночь на 1 мая в дохрист. времена отмечалась у герм, народов празднествами в честь наступления весны и пробуждения сил природы. С распространением в Германии христианства эти языч. празднества были осуждены церковью как „нечистое, бесовское идолопоклонство , их участники предавались анафеме как служители дьявола. Впоследствии за В. н. закрепилось значение бесовского шабаша, оргий ведьм и чертей на самой высокой горе Гарца - Броккене. Предания о В. н. использованы Гете в „Фаусте .
ВАМПИР - см. Упырь.
ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь, 27 - 104) - кит. философ-материалист, скептик. Критиковал идеалистич., в особенности конфуцианские, идеи. Осн. произведение В. Ч. - трактат „Лунь Хэн („Критические рассуждения ). Изначальной субстанцией мира, по учению В. Ч., является ,,ци - первооснова и источник вещей, к-рые возн. в результате сгущения этой субстанции. Таким же образом появляется и человек, к-рый в принципе не отличается от животного и так же смертен. Реальный мир познаваем, а источник этого познания - чувственное восприятие, созерцание, исследование действительности и ее осмысление. В то же время В. Ч. присущи вера в предзнаменования и фатализм.
ВАНИНИ Джулио Чезаре (1585-1619) - итал. мыслитель, выступавший с резкой критикой религии, католич. церкви. Отвергал веру в бессмертие души, релит, мифы, высказывал материалистические взгляды. Обвиненный в атеизме, был сожжен на костре в Тулузе. Основные произведения: „Амфитеатр вечного провидения (1615), „О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных (1616).
ВАНЫ (др.-исл. vanir) - в сканд. мифологии группа богов плодородия, влаги, мореплавания. К числу В. относятся гл. обр. Ньёрд (бог моря) и его дети - Фрейр и Фрейя, наделенные магич. пророч. даром. Есть основания предполагать, что культ В. проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление места, культа асов. Отсюда миф о войне асов с В., закончившейся их объединением.
ВАРНА (санскр.,букв. - качество, цвет) - сосл.-клас. группа в др.-инд. об-ве. Брахманы составляли высш. В. Они произошли якобы из уст - самой „чистой части тела Брахмы. За ними следовали кшатрии - военная элита и вожди племен. Они осуществляли власть, распоряжались экономикой, являлись военной силой. Земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы - осн. масса свободных общинников — объединялись В. вайшьев. Они были гл. податным сословием и поставляли осн. массу воинов-пехотинцев в армию. Обслуживать высш. В. было обязанностью шудр, исполнителей самой тяжелой работы. Шудры, в отличие от 3 высш. В., „дваждырожденными (дваджати) не считались и права „слушания вед и свойства „слияния с Брахмой не имели.
ВАРУНА - в ведич. религии величайший, наряду с Индрой, из богов. В Ведах он выступает как создатель (демиург) и хранитель мира, грозный бог-судья, карающий грешников и награждающий праведников. В послеведический период В. утрачивает свое ведущее положение в пантеоне богов и становится божеством водных стихий.
ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ кровавая расправа, к-рую учинили католики над гугенотами в Париже в ночь на 24 августа 15/2, когда отмечался праздник св. Варфоломея. Организаторы В. н., возглавлявшиеся королевой-матерью Екатериной Медичи и руководителями католич. партии Гизами, намеревались уничтожить главарей протестантов, использовав для этого удобный случай - свадьбу лидера протест, движения Генриха Наваррского, на к-рую съехались многие его сподвижники. Во время В. н. в Париже и ряде др. городов было уничтожено ок. 30 тыс. человек.
ВАСИЛИД (2 в. н.э.) см. Гностики.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 330-379) - епископ Кесарии Каппадокийской (М. Азия), один из отцов церкви, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. В. В. разработал вариант литургии, регламентировал правила монастырской жизни. Он является автором „Шестоднева , в к-ром изложены основы христ. космологии, ряда руководств по церк. деятельности, наставлений и проповедей.
ВАТИКАН (Vaticano) - 1) название одного из 7 холмов, на к-рых расположен Рим; 2) комплекс зданий, включающий храм св. Петра, апостолич. дворец с Сикстинской капеллой, в к-рой с 15 в. избираются папы; 3) офиц. резиденция пап с 1870, когда была ликвидирована светская власть пап и Пий IX провозгласил себя „узником Ватикана; 4) территория госва-города В. размером в 44 га, возникшего в 1929 в результате Латеранских договоров, заключенных Пием XI с Муссолини. Глава В. - папа римск., обладает неогранич. властью монарха. Адм. делами (финансами, строительством и пр.) В. управляют кардинальская комиссия и губернатор, как правило, гражд. лицо, назначаемые папой. Церк. и политич. делами - курия римск.(пр-во). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностр. дел., к-рый руководит деятельностью нац. церквей за пределами Италии. По решению II Ватиканского собора при папе действует периодически созываемый с совещательным голосом церк. синод, в состав к-рого входят патриархи и митрополиты вост. католич. церквей, представители нац. епископских конференций, монашеских орденов и лица, персонально назначаемые папой. В. поддерживает дипл. отношения с более чем 100 странами (из социалистич. стран - с Югославией и Кубой), представители к-рых образуют при В. дипл. корпус. С СССР нет дипл. отношений. В. представлен в ООН и во мн. международ, орг-циях. Располагает мощным пропагандистским аппаратом - радиостанцией, вещающей на мн. языках, ежедневной газетой „Оссерваторе Романо , также выходящей на разных языках, типографией, сетью ун-тов, академий, колледжей и семинарий, в к-рых обучаются представители духовенства мн. зарубежных стран. В. имеет свой флаг, гимн, денежные знаки, марки, автопарк, музеи, библиотеки, архив, ж.-д. вокзал, тюрьму, жандармерию (т. н. швейцарскую гвардию), трибуналы, собств. весьма разветвленный разведывательный аппарат. В В. работают ок. 3 тыс. служащих, в основном итал. священники. Число подданных - ок. 1 тыс. чел. Посторонние допускаются на территорию В. по особым пропускам. Служащие В. пользуются правом беспошлинного ввоза и приобретения товаров общего пользования. Капиталы В. исчисляются миллиардами долларов.
ВАТИКАНСКИЕСОБОРЫ - см. Вселенские соборы.
ВАХ Иоахим (1898-1955) - нем. религиовед. С 1935 жил в США. Наиболее известная работа - „Социология религии (1944). Социология религии, по его мнению, не может выявить сущность и природу религии, она способна лишь изучить соц. формы взаимоотношений между религией и об вом, к-рые сводятся им к взаимодействию между индивидом, религ. группой и об-вом.
ВАХХАБИЗМ - религ.-политич. течение в исламе, возникшее в кон. 18 в. в Аравии. Основатель - араб, богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб выступил с проповедью возрождения „чистоты ислама, за „подлинное единобожие, исключающее всяких посредников между человеком и Аллахом. В. отвергал культ святых (в т. ч. и самого пророка Мухаммеда), паломничество к мазарам, считая это проявлением многобожия, осуждал роскошь, курение, пение, танцы и даже пользование четками. Господств, классы Саудовской Аравии сделали В. офиц. идеологией, приспособив его к новым условиям.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ - двунадесятый праздник правосл. церкви, отмечаемый 21 ноября (4 декабря). Посвящен важному с т. зр. церкви событию — торжеств, вступлению трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Церковь всегда учила, что родители Марии - это пример для всех верующих, к-рые должны приобщать своих детей с самого раннего детства к христ. вере, приводить их в храм, знакомить с церк. обычаями и традициями. Этим объясняется повышенное внимание духовенства к празднику в наши дни, когда вопросы пополнения релит, общин за счет молодежи приобретают для церкви первостеп. значение.
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888-1946) - один из лидеров обновленч. движения в православии, возникшего в 1922 и называвшего себя , JKивой церковью . После раскола „Живой церкви В. возглавил обновленч. „Союз общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ), к-рый осудил контрреволюц. деятельность патриарха Тихона и его сторонников, провозгласил лояльное отношение к Сов. гос-ву, призвал духовенство и верующих руководствоваться принципами „христ. социализма . В. был сторонником модернизации вероучения и культа православия.
ВЕБЕР Макс (1864-1920) - нем. бурж. социолог, историк, философ-идеалист. Отрицая объективность законов обществ, развития, В. утверждал, что сущность всякого соц.-экономич. явления определяется прежде всего т. зр. исследователя. Для систематизации и понимания хаотич. единичных фактов исгорик в соответствии с принятыми в данном об-ве культурными ценностями создает лишенные объективного содержания и потому сугубо условные мыслительные конструкции („идеальные типы ), с к-рыми и соотносит действительность. В своих исследованиях В. уделял значит, внимание вопросам истории христианства, социологии религии („Протестантская этика и дух капитализма , „Протестантские секты и дух капитализма ). В. считал, что в идеологии ср.-век. зап.-европ. христ. сект сложились нормы хоз. этики, наиболее полно выражающие „капиталистич. дух . Они были развиты в 16-17 вв. различными течениями протестантизма. Именно поэтому Европа стала родиной совр. капитализма, к-рый В. объявляет самой совершенной формой экономич. деятельности. Взгляды В. были направлены против марксист, учения об обществ.-экономич. формациях.
ВЕДАНТА (санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение; к В. в широком смысле относятся собственно В., пурва-миманса, нек-рые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно В. — одна из 6 ортодокс, (признающих авторитет вед) систем. Согласно учению В., высш. реальность и причина всего существующего - вечный несотворенный брахман. Целью бытия В. считает „освобождение , достижение изначального тождества индивид, духовного начала (атмана) и брахмана.
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ВЕДИЗМ - религ. верования и обрядность значит, части населения Индии в 1-м тыс. до н. э., получившие письменное закрепление в 4 сборниках (самхитах) др. гимнов, молитв, жертв, формул и заклинаний - Ведах: Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе. Боги ранней В. р. являлись антропоморфным олицетворением сил и явлений природы: Агни - бог огня, Индра - атмосферы, дождя и грозы, Сурья - солнца, Варуна (Дьяус) - неба, Сома - луны и опьяняющего напитка, Вритра - засухи и т. д. Позже боги стали наделяться соц. функциями: военными, юридич., управления и пр. Основу культа составляли жертвоприношения. Непосредственным дальнейшим развитием В. р. стал брахманизм.
ВЕДОВСТВО - вредоносное колдовство, сопровождаемое вредоносными магич. Обрядами, в основе к-рых лежит вера „в порчу . Этнографы отмечают, что соц. основа вредоносной магии - в межплемен, отчужденности. Приписывание всяких болезней, смертных случаев колдовству чужеплеменника - явление, распространенное повсеместно при первобыт-нообщин. строе. Практика В. была, по-видимому, одним из источников формирования первобытн. анимистич. представлений, в части, веры в злых духов.
ВЕДЫ (санскр., доел. — священное знание) — древнейшие памятники инд. религ. лит-ры, складывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборников: Ригведа - собрание гимнов мифологич. и космологич. содержания; Самаведа - сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведич. ри-уалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа — сборник магич. заклинаний и формул. В. породили многочисленную лит-ру, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теологич. обоснование ведич. практики) ; араньяки (мистич. толкование филос. доктрин и текстов В.); Упанишады (филос. толкование сущности мироздания). На основе В. сложилась ведич. религ. традиция, мн. образы и филос. концепции к-рой вошли впоследствии в такие религ.-филос. системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.
ВЕДЬМА - по суеверным представлениям, восходящим к язычеству, женщина-колдунья, к-рая, благодаря тайным связям с „нечистой силой , якобы способна причинять несчастья людям, вредить животным и т. д. По народным преданиям, ведьма служит дьяволу. В средние века церк. инквизиция преследовала и публично истребляла женщин, подозреваемых в колдовстве.
ВЕЗАЛИЙ Андреас (1514-1564) - естествоиспытатель эпохи Возрождения, основатель науч. анатомии. Считая, что в науч. исследованиях нужно опираться прежде всего на опыт, отвергал безоговорочные ссылки на авторитеты, в т. ч. и на признанные церковью. В процессе преподавания анатомии практиковал вскрытие трупов, что запрещалось церковью. Это стало одной из причин преследования В. инквизицией, к-рая приговорила его к паломничеству в Палестину для замаливания грехов. Во время паломничества он погиб.
BEЛЕС, Волос - др.-слав. языч. божество — покровитель домашнего скота. Возможно, считался и покровителем искусства, т. к. в „Слове о полку Игореве Боян назван велесовым внуком. После принятия славянами христианства роль покровителя скота была в народных поверьях перенесена на св. Власия.
ВЕЛИ (араб. - близкий) - человек, близко стоящий к богу, святой в исламе. В. приписывается способность к совершению всевозможных чудес: исцеление больных, воскрешение мертвых, вызов и предотвращение стихийных бедствий, предсказание будущего и т. д.
ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО - судебный процесс 1823-1835 по ложному обвинению группы евреев г. Велиж Витебской губ. в убийстве малолетнего сына солдатки Ивановой - Федора - в ритуальных целях. Процесс инспирирован церковниками и царскими властями для разжигания нац.-религ. розни. По этому делу было приговорено к тюремному заключению 42 чел. В кон. 1824 витебский суд признал обвинение недоказанным и прекратил дело. Однако под давлением реакции дело было возобновлено. В 1830 материалы по В. д. были переданы в Сенат, а затем в Гос. совет, к-рый вынужден был признать все обвинения необоснованными и прекратить дело.
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ - см. Православные праздники.
ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус (1844-1918) - нем. востоковед и библеист. В книге „История Израиля (1878), опираясь на множество историч. данных и анализ текста первых 6 книг Библии, выделяет в нем т. н. Жреческий кодекс, имеющий более др. происхождение, чем остальные части Ветхого завета. Этим В. нанес сокрушит, удар по традиц. релит, версии о Моисее как авторе Пятикнижия.
ВЕНЕРА - в мифологии Др. Рима богиня весны и садов, одно из др. италийских божеств. С проникновением на территорию Др. Рима др.-греч. культов В. была отождествлена с Афродитой и стала почитаться как богиня любви, красоты и брака.
ВЕРА - 1) то же, что вероучение, т. е. система религ. взглядов, к-рых придерживается тот или иной человек (напр., христ., мусульм., будд. В.); 2) специфич. отношение к действительным или воображаемым объектам, явлениям (и соответствующее ему духовное состояние), когда их достоверность и истинность принимаются без теоретич. и практич. доказательств. Подобного рода В. (называемую слепой) противопоставляют знанию. Именно таким феноменом является В. религ., объектами к-рой выступают бог, ангелы, потусторонний мир, бессмертие души, догматы и т. д.; 3) термином „В. обозначают также основанную на знании убежденность, уверенность человека в истинности тех или иных науч. или обществ.-политич. идей.
„ВЕРА ВО ВТОРОМ МИРЕ - межконфессиональное объединение реакц. клерикальных сил для подрывной деятельности против соц. стран. В ее состав входят клерикально-антикоммунистич. орг-ции 18 стран. Среди них Центр по изучению коммунизма и религии в Великобритании, Центр по изучению религии и прав человека в закрытых обществах (США), Общество прав человека (ФРГ) и др. Занимается фабрикацией клеветнич. материалов о якобы имеющих место „гонениях на веру в соц. странах, ставя своей целью дезинформировать мировую общественность, возбудить антисоветск. настроения. Штаб-квартира находится в Цюрихе (Швейцария).
ВЕРА И РАЗУМ - противопоставление веры и разума, внутренне присущее всякой религии, наиболее остро проявилось в христианстве, к-рое объявило веру в бога высш. духовной способностью человека. Теология, сводя возможности человеч. разума лишь к формальным логическим операциям, объявлявляя его неспособным не только к богопознанию, но и к истинному миропознанию без опоры на веру. Человеч. разуму в религии противопоставляется абсолют, божеств, разум, к-рый в действительности представляет собой абсолютизир., оторванные от человека и превращенные в самостоят, сущность человеч. познават. способности.
ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестеств. существ, свойств, отношений. В. р. представляет собой осн. признак религ. сознания, определяет культ религ., переживания и поведение верующих. В теологии В. р. рассматривается либо как неотъемлемое свойство человеч. души, либо как дарованная богом благодать, т. е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу. На самом же деле способность верить обусловлена соц. природой человека, а превращение этой способности в В. р. вызвано соц. условиями, порождающими потребность масс в религии. В. р., как элемент психики верующих, представляет собой сложное образование, включающее интеллект., эмоц. и волевой моменты. Интеллект. элемент В. р. - это совокупность религ. представлений, образов, имеющихся в сознании верующих. Поскольку эти представления не могут быть научно доказаны и обоснованы и в то же время оцениваются верующими как жизненно важные, то большую роль в В. р. приобретает эмоц. элемент. Теологи, пытаясь возвысить В. р., объявляют ее высш. проявлением человеч. сознания: высш. нравств. ценностью, более высокой, чем разум, формой познания, что противоречит данным науки и практики. Устранение соц. факторов религиозности, усвоение науч. знаний ведет к преодолению В. р.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - название, к-рое получил в народном быту христ. праздник — вход господен в Иерусалим.
ВЕРИГИ - кандалы, цепи, оковы и др. метал, предметы, к-рые носили религ. фанатики „для укрощения плоти . Церковь рассматривала ношение В. как религ. подвижничество и всячески поощряла его.
ВЕРИГИНЦЫ - течение в духоборчестве (см. Духоборы), возглавлявшееся Петром Веригиным, к-рый призывал не повиноваться властям и отказываться от воинск. повинности. Преследуемые царским пр-вом, В. переселились в конце 19 в. на о. Кипр, а затем - в Канаду, где и сейчас имеется их община.
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - принадлежность к к.-л. религии, церкви, конфессии, а также религ. объединение, имеющее свое вероучение, культ, орг-цию.
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - признание права на исповедание любой религии (свобода вероисповедания), терпимое, уважит» отношение к представителям всех верований. Борьба за В. возн. в условиях господства определенного религ. направления, преследующего инакомыслие, и носит прогрес. характер, содействуя гуманизации об-ва. В царской России В. практически не соблюдалась, хотя православие в корыстных целях иногда демагогически использовало понятие В. В отличие от бурж. конституций, сводящих свободу совести только к В., Конституция СССР гарантирует гражданам не только свободу отправления культа, но и право быть атеистом, вести атеистич. пропаганду. Тем самым уровень гуманизации об-ва и свободы его членов поднимается на качественно новую ступень.
ВЕРХОВНОГОСУЩЕСТВА КУЛЬТ - гос. культ, введенный Конвентом 7.V. 1794 в период якобинской диктатуры во Франции. В основу В. с. к. была положена „гражд. религия Руссо, к-рая рассматривалась Робеспьером как единственная моральная опора об-ва. Первый пункт декрета, принятого Конвентом, гласил: „Французский народ признает Верховное существо и бессмертие души . Установление В. с. к. было вызвано издержками политики дехристианизации во время революции, в нем сказалась мелко-бурж. попытка занять промежуточную позицию между католицизмом и атеизмом. В. с. к. содержал нерелиг. элементы, напр, требование исполнения человеком своих гражд. обязанностей. Праздники, связанные с В. с. к., посвящались также республике, свободе всего мира, любви к родине, истине, справедливости и т. д. В. с. к. рухнул после крушения якобинцев.
ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и СОФЬИ день памяти - отмечаемый 17 (30) сентября праздник правосл. церкви, в основе к-рого лежит мифич. история о жестокой расправе римск. императора Адриана (2 в.) над принявшими христианство римлянками Софьей и ее тремя дочерьми. За отказ отречься от своей новой веры они якобы подверглись страшным пыткам, от к-рых и скончались. Почитая этих христ. мучениц, причисленных к лику святых, церковь предлагает их верующим в качестве образца для подражания в отстаивании религ. убеждения. Однако в быту праздник не воспринимался в его церк. значении, а отмечался как день именин тех, кто носит имена этих святых. Отсюда и веселый характер праздника, явно не соответствующий содержанию, к-рое вкладывает в него церковь.
ВЕСТА - в римск. мифологии богиня домашнего очага. В каждом доме В. посвящался вход в дом - вестибул. В. имела и гос. культ. Жрицы - весталки поддерживали в очаге храма В. постоянный огонь как символ гос. надежности и устойчивости. Угасание огня В. считалось дурным предзнаменованием. Праздник в честь В. отмечался в Риме ежегодно 9 июля.
ВЕСТАЛКИ (от лат. vestales) - жрицы богини Весты в Риме, поддерживавшие огонь в ее храме. Отбирались верховным жрецом из знатных семейств Др. Рима. Постоянно жили при храме, пользовались большими привилегиями и почетом.
ВЕТКА - см. Поповщина.
ВЕТТЕР Густав (р. 1911) - австр. католич. философ, неотомист, иезуит, советолог-антикоммунист. В своих книгах „Диалектический материализм. Его история и система в Советском Союзе (1952), „Советская идеология сегодня (1962) он в искаженном свете трактует вопрос об источниках марксизма, его месте в истории философии, дает извращенное представление об осн. содержании марксистско-ленинской философии, фальсифицирует в духе неотомизма совр. естеств.-науч. теории.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - часть Библии, рассматриваемая как св. писание и иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги В. з. можно разделить на несколько групп: Пятикнижие Моисеево, книги историч., пророч. и Писания. К историч. можно отнести книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди Пророковкниг выделяются Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил как „великие , или „старшие ; кроме того, В. з. содержит еще 12 книг малых пророков - Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел „писаний чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повествования типа новелл (Руфь), и фи-лос. моралистич. трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротич. поэму „Песнь Песней , сборник молитв, песнопений - псалмов Псалтирь и т. д. В правосл. и католич. издания Библии включаются также 11 книг В. з., не являющиеся каноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи. Католич. церковь рассматривает их как канонические второго порядка; правосл. церковь не считает каноническими, но признает „душеполезными ; протест, церкви приравнивают их к апокрифам. Авторами подавляющего большинства книг В. з. являются отнюдь не те лица, к-рых называет церковь, даты появления книг В. з. также в большинстве случаев указываются неправильно. В части., первые 5 книг не принадлежат, разумеется, мифич. Моисею. История создания В. з. в целом охватывает период с 9 в. до н. э. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Оригинальный язык в.-з. книг - др.-евр., за исключением отд. фрагментов (Дан. 2:4; 7:28; 1 Езд. 4:8; 18:7, 12-26; Иер. 10: 11), написанных на арамейск. языке. В последние два столетия до н. э. был осуществлен перевод В. з. на греч. язык (Септуагинта). Этот текст наряду с др.-евр. оригиналом рассматривается христ. церквами как богооткровенный. В кон. 4 - нач. 5 в. н. э. блаженный Иероним перевел В. з. на лат. язык; этот перевод под названием Вульгаты (народный, общедоступный) признан богооткровенным на Тридентском соборе католич. церкви (1545-1563). Кодификация и канонизация книг В. з. началась в 5 в. до н. э. и была завершена к кон. 1 в. н. э. Ямнийским раввинистич. собором. Христианством канон В. з. был воспринят в том виде, какой был придан ему иудаизмом. В течение ряда столетий текст В. з. редактировался масоретами. Помимо канонич. и неканонич. книг В. з. существуют также в.-з. апокрифы.
ВЕЧЕРВОПРОСОВИОТВЕТОВ - одна из форм атеистич. воспитаниятрудящихся. В. в. и о., как правило, проводят ученые, пропагандисты и лекторы - специалисты по различным вопросам теории, истории и практики науч. атеизма. Тема В. в. и о. может определяться характером вопросов, заданных в данной аудитории на предыдущих лекциях, беседах и представляющих не частный, а общезначимый интерес. Для определения темы В. в. и о. необходимо изучение запросов и интересов аудитории.
ВЕЧНАЯ ИСТИНА - понятие, означающее неизменность, неопровержимость в ходе познават. деятельности содержания высказывания, верно отражающего отношения действительности. Марксистское учение об истине рассматривает науч. теории как относит, истины, поскольку они не дают исчерпывающего знания исследуемого объекта и содержат элементы, к-рыс последующим ходом познания изменяются, уточняются, углубляются. В каждой науч. теории есть и элементы непреходящего знания, к-рые верно отражают действительность. Они представляют собой крупицы абсолют, истины - исчерпывающего полного знания действительности, их можно назвать и В. и. Не подлежащими изменению в будущем являются также высказывания, к-рые констатируют конкр. факты и отношения (напр., Луна — спутник Земли). Богословы, отрицая существование В. и. в науч. теориях, объявляют В. и. религ. догматы. Однако развитие практики и науч. познания заставляет богословов под видом углубления истолкования догм фактически изменять их содержание с целью приспособления к уровню сознания совр. верующих и Создания иллюзии их истинности.
ВЕЧНОСТЬ МИРА - понятие, означающее никогда не прекращающееся, не имеющее ни начала ни конца во времени существование мира, несотворим ость и не-уничтожимость движущейся материи, ее атрибутов. Представление о В. м. складывается в древности в борьбе материализма против религ. утверждений о божеств, сотворении мира. Уже др.-греч. мыслитель Гераклит утверждал, что мир не создан ни богами, ни людьми, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим. Античные атомисты (Демокрит, Эпикур и др.), признавая преходящим существование заполняющих Вселенную миров, подобных нашему, считали Вселенную как целое вечной, непреходящей: она всегда была, есть и будет. Несотворенным и неуничтожимым представлялся мир материалистам Нового времени - Д. Бруно, Спинозе, Дидро, Гольбаху.Однакоу домарксистских мыслителей понимание В. м. содержало искажающие реальность моменты: признание неизменности мира как целого, существования неизменной первом атерии и неизменных у ни-всрсальных законов, каковыми представлялись законы механики. Диалектико-материалистич. понимание В. м. признает постоянное изменение, обновление мира. В безначальном, постоянно изменяющемся мире всегда сохраняющимися, непреходящими остаются атрибуты материи, многокачест-венность форм ее движения, способность материи воспроизвести закономерно любой из своих потенциально возможных видов, любую форму движения.
ВИКАРИЙ (от лат. vicarius - заместитель, наместник) - заместитель духовного лица. В католич. церкви В. Иисуса Христа называют папу римск. В. имеются и в правосл. церквах: в епископатах, епархиях, больших приходах, монастырях.
ВИКТОРИЯ - в римск. мифологии богиня победы. Соответствует др.-греч. Нике.
„ВИЛАГОШШАГ („Vilagossag -„Свет ). Венг. мировоззренч. ежемесячный журнал, издается с 1960 в Будапеште на венг. языке. Публикует науч. статьи по критике религ. идеологии, содействует формированию у широких масс венг. народа науч. материалистич. мировоззрения.
ВИНА - нарушение моральных или юридич. норм и переживания, связанные с этим. Религия мистифицирует В., представляя ее звеном в отношениях между человеком и фантастич., сверхъестеств. началом. В религ. этике, особенно христианской, В. рассматривается как изначальная характеристика человеч. существования.
ВИНАЯ-ПИТАКА - см. Трипитака.
ВИППЕР Роберт Юрьевич (1859-1954) — рус. и сов. историк. В. уделял много внимания вопросам истории религии, особенно раннего христианства. Занимал спорные позиции в отношении датировки н.-з. книг и возникновения христианства. Осн. работы: „Возникновение христианства (1918), „Возникновение христианской литературы (1946), „Рим и раннее христианство (1954).
ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ (ок. 1403—1472) — визант. церк. деятель, ученый, гуманист, с 1437 — архиепископ Никейский. Считал религ. унию с католич. церковью необходимой для совместной борьбы с турками. После провала Флорентийской унии (1439), к-рая была отвергнута почти всем духовенством и народом, эмигрировал в Италию, где, перейдя в католичество, получил сан кардинала. После падения Константинополя (1453) пытался организовать крест, поход против турок. Знаток и переводчик др.-греч. лит-ры, В. Н. много сделал для пропаганды античной культуры, особенно философии Платона.
ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis - жизненный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непознаваемых факторов („жизнен, порыв , „созидающая сила и т. п.). В. смыкается с религией и идеализмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфики органич. природы, ее противопоставление неорганич., отрицание возможности возникновения жизни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методологию идеализма, фальсифицирует сложные проблемы биологии (происхождение живого, его способность к саморегуляции, самоорганизации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма.
ВИФЛЕЕМ (др.-евр. Bethlehem), ныне Бейт-Лахм - город в Иудее, указываемый евангелистами как место рождения Христа (Мф. 2:1; Лк. 2:4). С В. связаны еванг. легенды о младенце Иисусе в яслях, об ангельском хоре, славящем рождение спасителя, о звезде вифлеемской, о поклонении и дарах волхвов. В христ. богосл. традиции В. - символ (знамение) благовестия и спасения во Христе, небесной надежды.
ВИХАРА (санскр.) - первоначально хижина, убежище, жилище, место развлечений; в раннем буддизме - место встреч бродячих, нищенствующих монахов (сад, парк, пещера) во время сезона дождей; позднее - монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, построенные разбогатевшими будд, общинами.
ВИШНУ (др.-инд.) - один из высш. богов индуист. пантеона, вместе с Брахмой и Шивой входит в божеств, триаду - тримурти. В. олицетворяет творческую космич. энергию. В. имеет много различных имен, связанных с его свойствами и атрибутами или с его мифич. подвигами (Хари — „избавитель , Говинда - „пастух и т. д.).
ВНУШЕНИЕ - процесс психологич. воздействия, рассчитанный на некритич. восприятие передаваемой информации. В религии В. играет большую роль. Религ. В. в большой мере подвержены дети, женщины, лица с низким уровнем образования и культурн. развития, люди, переживающие страдания и ожидающие избавления от них. Наиболее действенно В., к-рое осуществляется во время коллективного религ. действия, богослужения. Восприимчивость к внушающему воздействию возрастает в результате подражания, эмоц. уподобления. Церковь активно использует механизм В. в своих целях.
Читайте: |
---|