Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ВАА - ВНУ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ВААЛ, Баал (финик. — влады­ка) - др. общесемитское боже­ство, почиталось в Финикии, Пале­стине и Сирии. В. считался власти­телем земли, дождя и грозы, по­кровителем городов и жизни.

ВАВИЛОНСКАЯ  БАШНЯ  - см. Вавилонское столпотворение.

ВАВИЛОНСКАЯ     РЕЛИГИЯ  - собират. наименование политеистич. верований в рабовлад. об-вах Месопотамии - в Шумере, Акка­де, Вавилоне, Ассирии (4-1 тыс. до н. э.). Гл. идеи В. р. следующие: простые люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари; существующие по-рядкй и законы божественны. Боги В. р. выступают в антропо­морфном виде. В Шумере в 4—3 тыс. до н. э. на основе слияния племен, культов сформировалось представление о великой троице богов (Ану, Энлиль, Эа), наряду с к-рыми признавались и др. боги, олицетворявшие силы при­роды и отд. стороны практич. деятельности людей. С др. времен в Месопотамии были развиты зем­ледельческие культы, особенно культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза. С нач. 2 тыс. до н. э. во главе сонма богов ставится покровитель Ва­вилона бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилон. царей отражается в по­явлении тенденции к монотеиз­му: др. боги начинают рассмат­риваться как разные проявления Мардука. В эпоху ассир. влады­чества (8-7 вв. до н. э.) В. р. по­полнилась представлениями о пле­мен, и нац. ассир. богах, прежде всего о боге Ашшуре. После кру­шения ассир. империи эти пред­ставления исчезли. В В. р. всег­да сохранялись остатки перво-бытн. верований, в части, ани­мизм и магия, была развита мантика,   важная   роль  отводилась астральным культам. В. р. нашла отражение в др. письмен­ных памятниках - „Энума элиш , эпосе о Гильгамеше и др., нек-рые идеи и сюжеты этих соч; были заимствованы др. евреями (напр., легенда о потопе). В. р. харак­теризуется развитым институтом жречества, к-рое строго регламен­тировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные хра­мы. С распространением в Месо­потамии зороастризма, христиан­ства, ислама В. р. постепенно раз­мывалась, прекратив свое сущест­вование к 13 в. н. э.

ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН - в 597 до н. э. вавилон. царь Навуходо­носор II осадил Иерусалим, раз­грабил его и увел в плен иудей­скую знать, мастеров и ремеслен­ников. В 586 до н. э. он вторично осадил Иерусалим, разрушил его и увел в апен значит, часть насе­ления Иудеи. Плен длился ок. 50 лет. В 539 до н. э. перс, царь Кир II завоевал Вавилон и освобо­дил иудеев из плена. История пленения иудеев и их освобожде­ния из плена нашла отражение в книгах Ветхого завета и трактует­ся как свершение воли божьей.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВО­РЕНИЕ — библ. легенда, согласно к-рой все люди первоначально говорили на одном языке, но пос­ле того, как они начали строить Вавилон, башню (столп) „до не­бес , „сошел господь посмотреть город и башню, которые строи­ли сыны человеческие (Быт. 11: 5), он расстроил их замысел: „смешал языки людей, люди пере­стали понимать друг друга, и баш­ня оказалась недостроенной. Ле­генды о недостроенной башне и возникновении разных языков бытуют у разных народов. Одна­ко нек-рые историки полагают, что прообразом Вавилон, башни является вавилон. пирамида (зиккурат), к-рая, по данным археологии, состояла из 7 ярусов, а высо­та ее равнялась 90 м. Это было огромное культовое сооружение. Иудеи и христиане считают В. с. символом тщеславия, наказуемо­го богом.

ВАКФ, чаще вакуф (араб.) - в странах распространения ислама подаренное или завещанное религ. или благотворит, орг-циям иму­щество (как правило, земля). В. не отчуждается и не облагает­ся налогом. Сохранился в нек-рых странах Востока, где составляет экономич. основу влияния мусульм. духовенства.

ВАКХ, Бахус (греч. Bakchos - шумный) — в др.-греч. мифоло­гии одно из имен бога Диони­са. В Др. Риме почитался как бог виноделия, вина и веселья. Распространению культа В. в Ита­лии способствовало развитие ви­ноградарства и виноделия. В честь В. праздновались вакханалии.

ВАКХАНАЛИИ - религ. празд­нества в честь бога Вакха (Диони­са) в Др. Греции и Риме. Носили характер необузданных оргий. В. происходили обычно по ночам, на лоне природы, при свете факелов. Гл. роль в В. играли женщины (вакханки, менады), приводив­шие себя вином и религ. экзаль­тацией в буйное состояние. Особое распространение и дикие формы В. приобрели в Италии во 2 в. до н. э. В 186 до н. э. В. были запрещены Римск. сенатом, но еще долгое время совершались тайно.

ВАЛЕНТИН ( 2 в. н. э.) - см. Гностики.

ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович (1835-1865) - казахск. просве­титель-демократ, ученый и об­ществ, деятель. Мировоззрение В. сложилось под влиянием передо­вой рус. культуры. В объясне­нии явлений природы В. стоял на позициях материализма и ате­изма. Осн. работа: „Следы шаман­ства у киргизов .

ВАЛКИРИИ, валькирии - в др.-герм,   мифологии  девы-воительницы, жрицы Одина, к-рые отби­рали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летаю­щих конях уносили души павших в небесный чертог Одина - Вал­галлу.

ВАЛЛА Лоренцо (1407-1457) - итал. гуманист эпохи Возрожде­ния. Вел борьбу с христ. догма­тизмом и авторитаризмом. В. подверг сомнению богодухновенность Библии, истинность догма­тов, веру в бессмертие души. В диалоге „О наслаждении (вто­рая ред. - „Об истинном благе ), опираясь на понятый в духе Возрождения эпикуреизм, дал светскую трактовку христ. идеала: цель человека - земное наслаж­дение - не препятствует небесно­му блаженству. Выступил с крити­кой монашества и папства; дока­зал подложность т. н. Константи­нова дара, утверждая тем самым светский характер гос-ва.

ВАЛТАСАР — сын последнего ца­ря Вавилонии Набонида. Погиб в 539 до н. э. при взятии Вави­лона персами. С именем В. связа­на библ. легенда о том, что во вре­мя его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, пред­вещавшая падение Вавилона в ту же ночь. Валтасаров пир - сим­вол беспечности перед грядущей катастрофой.

ВАЛЬДЕНСЫ (позднелат. Valdenses), лионские бедняки — после­дователи ср.-век. еретич. сек­тант, движения, возникшего в поел. четв. 12 в. среди крепост. крестьян и ремесленников Южн. Франции и распространившегося позднее в Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании. Название проис­ходит от имени основателя дви­жения - купца Пьера Вальдо, к-рый в 1176 основал общину „совершенных . По своему харак­теру ересь В. - форма соц.-поли-тич. протеста плебейских масс и крестьян против феодализма и католич. церкви. В. отрицали право католич. церкви иметь соб­ственность, собирать десятину; выступали против папы римск. и его претензии быть наместником апостола Петра. Отрицали католич. духовенство, таинства, почи­тание креста, догмат о чистили­ще и т. д., смыкаясь в этом плане с катарами (в часта., с альбигой­цами). Католич. церковь и фео­далы жестоко преследовали В. Несмотря на это, В. сохранились в ряде областей Франции, Швей­царии и Италии ив 20 в.

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ (по име­ни св. игуменьи Вальпургии, па­мять к-рой чтится католиками 1 мая). Ночь на 1 мая в дохрист. времена отмечалась у герм, наро­дов празднествами в честь на­ступления весны и пробуждения сил природы. С распространением в Германии христианства эти языч. празднества были осуждены цер­ковью как „нечистое, бесовское идолопоклонство , их участники предавались анафеме как служи­тели дьявола. Впоследствии за В. н. закрепилось значение бесов­ского шабаша, оргий ведьм и чер­тей на самой высокой горе Гар­ца - Броккене. Предания о В. н. использованы  Гете в „Фаусте .

ВАМПИР - см. Упырь.

ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь, 27 - 104) - кит. философ-материалист, скептик. Критиковал идеалистич., в особенности конфуцианские, идеи. Осн. произведение В. Ч. - трактат „Лунь Хэн („Критиче­ские рассуждения ). Изначальной субстанцией мира, по учению В. Ч., является ,,ци - первооснова и источник вещей, к-рые возн. в результате сгущения этой суб­станции. Таким же образом появ­ляется и человек, к-рый в прин­ципе не отличается от живот­ного и так же смертен. Реальный мир познаваем, а источник этого познания - чувственное восприя­тие, созерцание, исследование действительности и ее осмысление. В то же время В. Ч. присущи вера в предзнаменования и фа­тализм.

ВАНИНИ Джулио Чезаре (1585-1619) - итал. мыслитель, высту­павший с резкой критикой рели­гии,  католич.  церкви. Отвергал веру в бессмертие души, релит, мифы, высказывал материали­стические взгляды. Обвиненный в атеизме, был сожжен на костре в Тулузе. Основные произведения: „Амфитеатр вечного провидения (1615), „О чудесных тайнах при­роды, царицы и богини смертных (1616).

ВАНЫ (др.-исл. vanir) - в сканд. мифологии группа богов плодоро­дия, влаги, мореплавания. К числу В. относятся гл. обр. Ньёрд (бог моря) и его дети - Фрейр и Фрейя, наделенные магич. пророч. даром. Есть основания предполагать, что культ В. проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление места, культа асов. Отсюда миф о войне асов с В., закончившейся их объ­единением.

ВАРНА (санскр.,букв. - качество, цвет) - сосл.-клас. группа в др.-инд. об-ве. Брахманы составляли высш. В. Они произошли якобы из уст - самой „чистой части тела Брахмы. За ними следовали кшатрии - военная элита и вожди племен. Они осуществляли власть, распоряжались экономикой, явля­лись военной силой. Земледельцы, скотоводы, ремесленники, торгов­цы - осн. масса свободных общин­ников — объединялись В. вайшьев. Они были гл. податным сосло­вием и поставляли осн. массу воинов-пехотинцев в армию. Об­служивать высш. В. было обя­занностью шудр, исполнителей са­мой тяжелой работы. Шудры, в отличие от 3 высш. В., „дваждырожденными (дваджати) не считались и права „слушания вед и свойства „слияния с Брах­мой не имели.

ВАРУНА - в ведич. религии вели­чайший, наряду с Индрой, из бо­гов. В Ведах он выступает как создатель (демиург) и хранитель мира, грозный бог-судья, караю­щий грешников и награждающий праведников. В послеведический период В. утрачивает свое ведущее положение в пантеоне богов и ста­новится божеством водных сти­хий.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ   НОЧЬ кровавая расправа, к-рую учинили католики над гугенотами в Пари­же в ночь на 24 августа 15/2, когда отмечался праздник св. Вар­фоломея. Организаторы В. н., воз­главлявшиеся королевой-матерью Екатериной Медичи и руко­водителями католич. партии Гизами, намеревались уничтожить гла­варей протестантов, использовав для этого удобный случай - свадьбу лидера протест, движения Генриха Наваррского, на к-рую съехались многие его сподвижни­ки. Во время В. н. в Париже и ряде др. городов было уничто­жено ок. 30 тыс. человек.

ВАСИЛИД (2 в. н.э.) см. Гностики.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 330-379) - епископ Кесарии Каппадокийской (М. Азия), один из отцов церкви, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. В. В. разработал вариант литургии, рег­ламентировал правила монастыр­ской жизни. Он является авто­ром „Шестоднева , в к-ром изло­жены основы христ. космологии, ряда руководств по церк. дея­тельности, наставлений и пропо­ведей.

ВАТИКАН (Vaticano) - 1) назва­ние одного из 7 холмов, на к-рых расположен Рим; 2) комплекс зданий, включающий храм св. Пет­ра, апостолич. дворец с Сикстин­ской капеллой, в к-рой с 15 в. избираются папы; 3) офиц. рези­денция пап с 1870, когда была ликвидирована светская власть пап и Пий IX провозгласил себя „узником Ватикана; 4) террито­рия госва-города В. размером в 44 га, возникшего в 1929 в ре­зультате Латеранских договоров, заключенных Пием XI с Муссоли­ни. Глава В. - папа римск., обла­дает неогранич. властью монарха. Адм. делами (финансами, стро­ительством и пр.) В. управляют кардинальская комиссия и гу­бернатор, как правило, гражд. лицо, назначаемые папой. Церк. и политич. делами - курия римск.(пр-во). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностр. дел., к-рый руководит дея­тельностью нац. церквей за пре­делами Италии. По решению II Ва­тиканского собора при папе действует периодически созы­ваемый с совещательным голосом церк. синод, в состав к-рого входят патриархи и митрополиты вост. католич. церквей, предста­вители нац. епископских конфе­ренций, монашеских орденов и лица, персонально назначаемые папой. В. поддерживает дипл. от­ношения с более чем 100 странами (из социалистич. стран - с Югос­лавией и Кубой), представители к-рых образуют при В. дипл. корпус. С СССР нет дипл. отно­шений. В. представлен в ООН и во мн. международ, орг-циях. Располагает мощным пропаган­дистским аппаратом - радиостан­цией, вещающей на мн. языках, ежедневной газетой „Оссерваторе Романо , также выходящей на раз­ных языках, типографией, сетью ун-тов, академий, колледжей и се­минарий, в к-рых обучаются пред­ставители духовенства мн. зару­бежных стран. В. имеет свой флаг, гимн, денежные знаки, марки, автопарк, музеи, библиотеки, ар­хив, ж.-д. вокзал, тюрьму, жан­дармерию (т. н. швейцарскую гвар­дию), трибуналы, собств. весь­ма разветвленный разведыватель­ный аппарат. В В. работают ок. 3 тыс. служащих, в основном итал. священники. Число подданных - ок. 1 тыс. чел. Посторонние до­пускаются на территорию В. по особым пропускам. Служащие В. пользуются правом беспошлинно­го ввоза и приобретения товаров общего пользования. Капиталы В. исчисляются миллиардами дол­ларов.

ВАТИКАНСКИЕСОБОРЫ - см. Вселенские соборы.

ВАХ Иоахим (1898-1955) - нем. религиовед. С 1935 жил в США. Наиболее известная работа - „Со­циология религии (1944). Социо­логия религии, по его мнению, не может выявить сущность и природу религии, она способна лишь изучить соц. формы взаимоотно­шений между религией и об вом, к-рые сводятся им к взаимодействию между индивидом, религ. группой и об-вом.

ВАХХАБИЗМ - религ.-политич. течение в исламе, возникшее в кон. 18 в. в Аравии. Основатель - араб, богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб выступил с пропове­дью возрождения „чистоты ис­лама, за „подлинное единобо­жие, исключающее всяких посред­ников между человеком и Алла­хом. В. отвергал культ святых (в т. ч. и самого пророка Мухам­меда), паломничество к мазарам, считая это проявлением многобо­жия, осуждал роскошь, курение, пение, танцы и даже пользование четками. Господств, классы Сау­довской Аравии сделали В. офиц. идеологией, приспособив его к но­вым условиям.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРО­ДИЦЫ - двунадесятый праздник правосл. церкви, отмечаемый 21 ноября (4 декабря). Посвящен важному с т. зр. церкви событию — торжеств, вступлению трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на вос­питание. Церковь всегда учила, что родители Марии - это пример для всех верующих, к-рые долж­ны приобщать своих детей с само­го раннего детства к христ. вере, приводить их в храм, знакомить с церк. обычаями и традициями. Этим объясняется повышенное внимание духовенства к празднику в наши дни, когда вопросы пополнения релит, об­щин за счет молодежи приобре­тают для церкви первостеп. зна­чение.

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Ивано­вич (1888-1946) - один из ли­деров обновленч. движения в пра­вославии, возникшего в 1922 и называвшего себя , JKивой цер­ковью . После раскола „Живой церкви В. возглавил обновленч. „Союз общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ), к-рый осудил контрреволюц. деятельность пат­риарха Тихона и его сторонников, провозгласил лояльное отноше­ние к Сов. гос-ву, призвал духо­венство и верующих руководство­ваться принципами „христ. социа­лизма . В. был сторонником мо­дернизации вероучения и культа православия.

ВЕБЕР Макс (1864-1920) - нем. бурж. социолог, историк, философ-идеалист. Отрицая объективность законов обществ, развития, В. утверждал, что сущность всякого соц.-экономич. явления определя­ется прежде всего т. зр. исследо­вателя. Для систематизации и по­нимания хаотич. единичных фак­тов исгорик в соответствии с при­нятыми в данном об-ве культур­ными ценностями создает лишен­ные объективного содержания и потому сугубо условные мыс­лительные конструкции („идеаль­ные типы ), с к-рыми и соотносит действительность. В своих исследо­ваниях В. уделял значит, внима­ние вопросам истории христианст­ва, социологии религии („Протес­тантская этика и дух капитализ­ма , „Протестантские секты и дух капитализма ). В. считал, что в идеологии ср.-век. зап.-европ. христ. сект сложились нормы хоз. этики, наиболее полно выражаю­щие „капиталистич. дух . Они были развиты в 16-17 вв. раз­личными течениями протестан­тизма. Именно поэтому Европа стала родиной совр. капитализма, к-рый В. объявляет самой со­вершенной формой экономич. деятельности. Взгляды В. были направлены против марксист, уче­ния об обществ.-экономич. фор­мациях.

ВЕДАНТА (санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение; к В. в широком смысле относятся соб­ственно В., пурва-миманса, нек-рые учения вишнуизма и шиваиз­ма, а также неоиндуизма. Собст­венно В. — одна из 6 ортодокс, (признающих авторитет вед) сис­тем. Согласно учению В., высш. реальность и причина всего су­ществующего - вечный несотворенный брахман. Целью бытия В. считает „освобождение , достиже­ние изначального тождества инди­вид, духовного начала (атмана) и брахмана.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ВЕ­ДИЗМ - религ. верования и об­рядность значит, части населения Индии в 1-м тыс. до н. э., полу­чившие письменное закрепление в 4 сборниках (самхитах) др. гим­нов, молитв, жертв, формул и зак­линаний - Ведах: Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе. Боги ранней В. р. являлись антропоморфным олицетворением сил и явлений природы: Агни - бог огня, Индра - атмосферы, дождя и грозы, Сурья - солнца, Варуна (Дьяус) - неба, Сома - луны и опьяняющего напитка, Вритра - засухи и т. д. Позже боги стали наделяться соц. функциями: воен­ными, юридич., управления и пр. Основу культа составляли жертво­приношения. Непосредственным дальнейшим развитием В. р. стал брахманизм.

ВЕДОВСТВО - вредоносное кол­довство, сопровождаемое вредо­носными магич. Обрядами, в осно­ве к-рых лежит вера „в порчу . Этнографы отмечают, что соц. основа вредоносной магии - в межплемен, отчужденности. При­писывание всяких болезней, смерт­ных случаев колдовству чужепле­менника - явление, распространен­ное повсеместно при первобыт-нообщин. строе. Практика В. была, по-видимому, одним из источни­ков формирования первобытн. анимистич. представлений, в части, веры в злых духов.

ВЕДЫ (санскр., доел. — священ­ное знание) — древнейшие памят­ники инд. религ. лит-ры, скла­дывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборни­ков: Ригведа - собрание гимнов мифологич. и космологич. содер­жания; Самаведа - сборник пес­нопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуаль­но-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведич. ри-уалов, правил совершения жерт­воприношений; Атхарваведа — сборник магич. заклинаний и фор­мул. В. породили многочисленную лит-ру, толковавшую и коммен­тировавшую их: брахманы (теологич. обоснование ведич. практи­ки) ; араньяки (мистич. толкова­ние филос. доктрин и текстов В.); Упанишады (филос. толкова­ние сущности мироздания). На основе В. сложилась ведич. религ. традиция, мн. образы и филос. концепции к-рой вошли впослед­ствии в такие религ.-филос. сис­темы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

ВЕДЬМА - по суеверным пред­ставлениям, восходящим к язы­честву, женщина-колдунья, к-рая, благодаря тайным связям с „не­чистой силой , якобы способна причинять несчастья людям, вре­дить животным и т. д. По народ­ным преданиям, ведьма служит дьяволу. В средние века церк. инквизиция преследовала и пуб­лично истребляла женщин, подо­зреваемых в колдовстве.

ВЕЗАЛИЙ Андреас (1514-1564) - естествоиспытатель эпохи Возрождения, основатель науч. анатомии. Считая, что в науч. исследованиях нужно опираться прежде всего на опыт, отвергал безоговорочные ссылки на авто­ритеты, в т. ч. и на признан­ные церковью. В процессе препо­давания анатомии практиковал вскрытие трупов, что запреща­лось церковью. Это стало од­ной из причин преследования В. инквизицией, к-рая приговори­ла его к паломничеству в Пале­стину для замаливания грехов. Во время паломничества он по­гиб.

BEЛЕС, Волос - др.-слав. языч. божество — покровитель домашне­го скота. Возможно, считался и покровителем искусства, т. к. в „Слове о полку Игореве Боян назван велесовым внуком. После принятия славянами христианства роль покровителя скота была в на­родных поверьях перенесена на св. Власия.

ВЕЛИ (араб. - близкий) - чело­век, близко стоящий к богу, свя­той в исламе. В. приписывается способность к совершению всевоз­можных чудес: исцеление боль­ных, воскрешение мертвых, вы­зов и предотвращение стихийных бедствий, предсказание будущего и т. д.

ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО - судебный процесс 1823-1835 по ложному обвинению группы евреев г. Велиж Витебской губ. в убийстве малолетнего сына солдатки Ивановой - Федора - в ритуальных це­лях. Процесс инспирирован цер­ковниками и царскими властями для разжигания нац.-религ. розни. По этому делу было приговорено к тюремному заключению 42 чел. В кон. 1824 витебский суд признал обвинение недоказанным и прек­ратил дело. Однако под давле­нием реакции дело было возобнов­лено. В 1830 материалы по В. д. были переданы в Сенат, а затем в Гос. совет, к-рый вынужден был признать все обвинения необосно­ванными и прекратить дело.

ВЕЛИКИЕ  ПРАЗДНИКИ   -  см. Православные праздники.

ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус (1844-1918) - нем. востоковед и библеист. В книге „История Израиля (1878), опираясь на множество историч. данных и анализ текста первых 6 книг Библии, выделяет в нем т. н. Жреческий кодекс, имеющий более др. происхожде­ние, чем остальные части Вет­хого завета. Этим В. нанес сокру­шит, удар по традиц. релит, вер­сии о Моисее как авторе Пяти­книжия.

ВЕНЕРА - в мифологии Др. Рима богиня весны и садов, одно из др. италийских божеств. С проникно­вением на территорию Др. Рима др.-греч. культов В. была отождест­влена с Афродитой и стала по­читаться как богиня любви, красо­ты и брака.

ВЕРА - 1) то же, что вероучение, т. е. система религ. взглядов, к-рых придерживается тот или иной человек (напр., христ., мусульм., будд. В.); 2) специфич. отноше­ние к действительным или вооб­ражаемым объектам, явлениям (и соответствующее ему духовное состояние), когда их достовер­ность и истинность принимают­ся без теоретич. и практич. дока­зательств. Подобного рода В. (на­зываемую слепой) противопос­тавляют знанию. Именно таким феноменом является В. религ., объектами к-рой выступают бог, ангелы, потусторонний мир, бес­смертие души, догматы и т. д.; 3) термином „В. обозначают также основанную на знании убеж­денность, уверенность человека в истинности тех или иных науч. или обществ.-политич. идей.

„ВЕРА  ВО  ВТОРОМ МИРЕ   - межконфессиональное объедине­ние реакц. клерикальных сил для подрывной деятельности против соц. стран. В ее состав входят клерикально-антикоммунистич. орг-ции 18 стран. Среди них Центр по изучению коммунизма и ре­лигии в Великобритании, Центр по изучению религии и прав человека в закрытых обществах (США), Общество прав человека (ФРГ) и др. Занимается фабри­кацией клеветнич. материалов о якобы имеющих место „гоне­ниях на веру в соц. странах, ставя своей целью дезинформи­ровать мировую общественность, возбудить антисоветск. настрое­ния. Штаб-квартира находится в Цюрихе (Швейцария).

ВЕРА И РАЗУМ - противопос­тавление веры и разума, внутрен­не присущее всякой религии, наи­более остро проявилось в христи­анстве, к-рое объявило веру в бога высш. духовной способностью че­ловека. Теология, сводя возмож­ности человеч. разума лишь к фор­мальным логическим операциям, объявлявляя его неспособным не только к богопознанию, но и к ис­тинному миропознанию без опоры на веру. Человеч. разуму в рели­гии противопоставляется абсолют, божеств, разум, к-рый в дейст­вительности представляет собой абсолютизир., оторванные от человека и превращенные в самос­тоят, сущность человеч. познават. способности.

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - не осно­ванная на логических умозаклю­чениях и данных науки уверен­ность в реальном существовании сверхъестеств. существ, свойств, отношений. В. р. представляет со­бой осн. признак религ. созна­ния, определяет культ религ., переживания и поведение верую­щих. В теологии В. р. рассматри­вается либо как неотъемлемое свойство человеч. души, либо как дарованная богом благодать, т. е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу. На са­мом же деле способность верить обусловлена соц. природой челове­ка, а превращение этой способно­сти в В. р. вызвано соц. условиями, порождающими потребность масс в религии. В. р., как элемент пси­хики верующих, представляет со­бой сложное образование, включа­ющее интеллект., эмоц. и волевой моменты. Интеллект. элемент В. р. - это совокупность религ. представлений, образов, имеющих­ся в сознании верующих. Посколь­ку эти представления не могут быть научно доказаны и обосно­ваны и в то же время оценивают­ся верующими как жизненно важ­ные, то большую роль в В. р. при­обретает эмоц. элемент. Теологи, пытаясь возвысить В. р., объявля­ют ее высш. проявлением человеч. сознания: высш. нравств. ценнос­тью, более высокой, чем разум, формой познания, что противоре­чит данным науки и практики. Устранение соц. факторов религи­озности, усвоение науч. знаний ведет к преодолению В. р.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - наз­вание, к-рое получил в народ­ном быту христ. праздник — вход господен в Иерусалим.

ВЕРИГИ - кандалы, цепи, оковы и др. метал, предметы, к-рые но­сили религ. фанатики „для укро­щения плоти . Церковь рассмат­ривала ношение В. как религ. подвижничество и всячески поощ­ряла его.

ВЕРИГИНЦЫ - течение в духо­борчестве (см. Духоборы), воз­главлявшееся Петром Веригиным, к-рый призывал не повиноваться властям и отказываться от воинск. повинности. Преследуемые царс­ким пр-вом, В. переселились в кон­це 19 в. на о. Кипр, а затем - в Ка­наду, где и сейчас имеется их об­щина.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - принад­лежность к к.-л. религии, церкви, конфессии, а также религ. объеди­нение, имеющее свое вероучение, культ, орг-цию.

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - признание права на исповедание любой рели­гии (свобода вероисповедания), терпимое, уважит» отношение к представителям всех верований. Борьба за В. возн. в условиях господства определенного религ. направления, преследующего ина­комыслие, и носит прогрес. харак­тер, содействуя гуманизации об-ва. В царской России В. практически не соблюдалась, хотя православие в корыстных целях иногда дема­гогически использовало понятие В. В отличие от бурж. конституций, сводящих свободу совести только к В., Конституция СССР гаранти­рует гражданам не только свободу отправления культа, но и право быть атеистом, вести атеистич. про­паганду. Тем самым уровень гума­низации об-ва и свободы его чле­нов поднимается на качественно новую ступень.

ВЕРХОВНОГОСУЩЕСТВА  КУЛЬТ - гос. культ, введенный Конвентом 7.V. 1794 в период якобинской диктатуры во Фран­ции. В основу В. с. к. была поло­жена „гражд. религия Руссо, к-рая рассматривалась Робеспье­ром как единственная моральная опора об-ва. Первый пункт декре­та, принятого Конвентом, гласил: „Французский народ признает Вер­ховное существо и бессмертие души . Установление В. с. к. было вызвано издержками политики дехристианизации во время рево­люции, в нем сказалась мелко-бурж. попытка занять промежуточную позицию между католицизмом и атеизмом. В. с. к. содержал нерелиг. элементы, напр, требование исполнения человеком своих гражд. обязанностей. Праздники, связанные с В. с. к., посвяща­лись также республике, свободе всего мира, любви к родине, исти­не, справедливости и т. д. В. с. к. рухнул после крушения якобин­цев.

ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и СОФЬИ день памяти - отмечае­мый 17 (30) сентября праздник правосл. церкви, в основе к-рого лежит мифич. история о жесто­кой расправе римск. императора Адриана (2 в.) над принявшими христианство римлянками Софьей и ее тремя дочерьми. За отказ отречься от своей новой веры они якобы подверглись страшным пыткам, от к-рых и скончались. Почитая этих христ. мучениц, при­численных к лику святых, цер­ковь предлагает их верующим в качестве образца для подража­ния в отстаивании религ. убежде­ния. Однако в быту праздник не воспринимался в его церк. значе­нии, а отмечался как день именин тех, кто носит имена этих святых. Отсюда и веселый характер празд­ника, явно не соответствующий содержанию, к-рое вкладывает в него церковь.

ВЕСТА - в римск. мифологии богиня домашнего очага. В каж­дом доме В. посвящался вход в дом - вестибул. В. имела и гос. культ. Жрицы - весталки поддерживали в очаге храма В. постоян­ный огонь как символ гос. надеж­ности и устойчивости. Угасание ог­ня В. считалось дурным предзна­менованием. Праздник в честь В. отмечался в Риме ежегодно 9 июля.

ВЕСТАЛКИ (от лат. vestales) - жрицы богини Весты в Риме, поддерживавшие огонь в ее храме. Отбирались верховным жрецом из знатных семейств Др. Рима. По­стоянно жили при храме, поль­зовались большими привилегиями и почетом.

ВЕТКА - см. Поповщина.

ВЕТТЕР Густав (р. 1911) - австр. католич. философ, неотомист, ие­зуит, советолог-антикоммунист. В своих книгах „Диалектический материализм. Его история и сис­тема в Советском Союзе (1952), „Советская идеология сегодня (1962) он в искаженном свете трактует вопрос об источниках марксизма, его месте в истории философии, дает извращенное представление об осн. содержании марксистско-ленинской филосо­фии, фальсифицирует в духе нео­томизма совр. естеств.-науч. тео­рии.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - часть Библии, рассматриваемая как св. писание и иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги В. з. можно разделить на несколь­ко групп: Пятикнижие Моисеево, книги историч., пророч. и Писа­ния. К историч. можно отнести книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди Пророковкниг выделяются Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил как „вели­кие , или „старшие ; кроме того, В. з. содержит еще 12 книг малых пророков - Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел „писаний чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повество­вания типа новелл (Руфь), и фи-лос. моралистич. трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротич. поэ­му „Песнь Песней , сборник мо­литв, песнопений - псалмов Псал­тирь и т. д. В правосл. и католич. издания Библии включаются также 11 книг В. з., не являющиеся ка­ноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи. Католич. церковь рассматривает их как ка­нонические второго порядка; пра­восл. церковь не считает канони­ческими, но признает „душеполез­ными ; протест, церкви приравни­вают их к апокрифам. Авторами подавляющего большинства книг В. з. являются отнюдь не те лица, к-рых называет церковь, даты появления книг В. з. также в боль­шинстве случаев указываются не­правильно. В части., первые 5 книг не принадлежат, разумеется, мифич. Моисею. История создания В. з. в целом охватывает период с 9 в. до н. э. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Оригинальный язык в.-з. книг - др.-евр., за исключением отд. фрагментов (Дан. 2:4; 7:28; 1 Езд. 4:8; 18:7, 12-26; Иер. 10: 11), написанных на арамейск. языке. В последние два столетия до н. э. был осуществлен перевод В. з. на греч. язык (Септуагинта). Этот текст наряду с др.-евр. ори­гиналом рассматривается христ. церквами как богооткровенный. В кон. 4 - нач. 5 в. н. э. блаженный Иероним перевел В. з. на лат. язык; этот перевод под названием Вуль­гаты (народный, общедоступный) признан богооткровенным на Тридентском соборе католич. церкви (1545-1563). Кодификация и ка­нонизация книг В. з. началась в 5 в. до н. э. и была завершена к кон. 1 в. н. э. Ямнийским раввинистич. собором. Христианством канон В. з. был воспринят в том виде, какой был придан ему иудаизмом. В течение ряда столетий текст В. з. редактировался масоретами. Помимо канонич. и неканонич. книг В. з. существуют также в.-з. апокрифы.

ВЕЧЕРВОПРОСОВИОТВЕТОВ - одна из форм атеистич. воспита­ниятрудящихся. В. в. и о., как правило, проводят ученые, пропа­гандисты и лекторы - специалис­ты по различным вопросам тео­рии, истории и практики науч. атеизма. Тема В. в. и о. может оп­ределяться характером вопросов, заданных в данной аудитории на предыдущих лекциях, беседах и представляющих не частный, а общезначимый интерес. Для оп­ределения темы В. в. и о. необхо­димо изучение запросов и инте­ресов аудитории.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - понятие, оз­начающее неизменность, неопро­вержимость в ходе познават. дея­тельности содержания высказыва­ния, верно отражающего отно­шения действительности. Марк­систское учение об истине рас­сматривает науч. теории как отно­сит, истины, поскольку они не да­ют исчерпывающего знания исследуемого объекта и содержат эле­менты, к-рыс последующим ходом познания изменяются, уточняются, углубляются. В каждой науч. тео­рии есть и элементы непреходя­щего знания, к-рые верно отража­ют действительность. Они представ­ляют собой крупицы абсолют, истины - исчерпывающего полно­го знания действительности, их можно назвать и В. и. Не подле­жащими изменению в будущем являются также высказывания, к-рые констатируют конкр. факты и отношения (напр., Луна — спут­ник Земли). Богословы, отрицая существование В. и. в науч. теори­ях, объявляют В. и. религ. догма­ты. Однако развитие практики и науч. познания заставляет бого­словов под видом углубления ис­толкования догм фактически изме­нять их содержание с целью прис­пособления к уровню сознания совр. верующих и Создания иллю­зии их истинности.

ВЕЧНОСТЬ МИРА - понятие, оз­начающее никогда не прекраща­ющееся, не имеющее ни начала ни конца во времени существова­ние мира, несотворим ость и не-уничтожимость движущейся мате­рии, ее атрибутов. Представление о В. м. складывается в древности в борьбе материализма против религ. утверждений о божеств, сотворении мира. Уже др.-греч. мыслитель Гераклит утверждал, что мир не создан ни богами, ни людьми, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, ме­рами вспыхивающим и мерами уга­сающим. Античные атомисты (Де­мокрит, Эпикур и др.), признавая преходящим существование запол­няющих Вселенную миров, подоб­ных нашему, считали Вселенную как целое вечной, непреходящей: она всегда была, есть и будет. Несотворенным и неуничтожимым представлялся мир материалистам Нового времени - Д. Бруно, Спи­нозе, Дидро, Гольбаху.Однакоу домарксистских мыслителей по­нимание В. м. содержало искажаю­щие реальность моменты: приз­нание неизменности мира как це­лого, существования неизменной первом атерии и неизменных у ни-всрсальных законов, каковыми представлялись законы механики. Диалектико-материалистич. пони­мание В. м. признает постоянное изменение, обновление мира. В без­начальном, постоянно изменяю­щемся мире всегда сохраняющи­мися, непреходящими остаются атрибуты материи, многокачест-венность форм ее движения, спо­собность материи воспроизвести закономерно любой из своих по­тенциально возможных видов, любую форму движения.

ВИКАРИЙ (от лат. vicarius - за­меститель, наместник) - замести­тель духовного лица. В католич. церкви В. Иисуса Христа назы­вают папу римск. В. имеются и в правосл. церквах: в еписко­патах, епархиях, больших прихо­дах, монастырях.

ВИКТОРИЯ - в римск. мифоло­гии богиня победы. Соответствует др.-греч. Нике.

„ВИЛАГОШШАГ („Vilagossag -„Свет ). Венг. мировоззренч. еже­месячный журнал, издается с 1960 в Будапеште на венг. языке. Публикует науч. статьи по кри­тике религ. идеологии, содейству­ет формированию у широких масс венг. народа науч. материалистич. мировоззрения.

ВИНА - нарушение моральных или юридич. норм и переживания, связанные с этим. Религия мисти­фицирует В., представляя ее зве­ном в отношениях между челове­ком и фантастич., сверхъестеств. началом. В религ. этике, осо­бенно христианской, В. рассмат­ривается как изначальная харак­теристика человеч. существова­ния.

ВИНАЯ-ПИТАКА - см. Трипитака.

ВИППЕР Роберт Юрьевич (1859-1954) — рус. и сов. историк. В. уделял много внимания вопросам истории религии, особенно ран­него христианства. Занимал спор­ные позиции в отношении дати­ровки н.-з. книг и возникновения христианства. Осн. работы: „Возникновение христианства (1918), „Возникновение христианской литературы (1946), „Рим и раннее христианство (1954).

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ (ок. 1403—1472) — визант. церк. дея­тель, ученый, гуманист, с 1437 — архиепископ Никейский. Считал религ. унию с католич. церковью необходимой для совместной борь­бы с турками. После провала Фло­рентийской унии (1439), к-рая была отвергнута почти всем духо­венством и народом, эмигрировал в Италию, где, перейдя в католи­чество, получил сан кардинала. По­сле падения Константинополя (1453) пытался организовать крест, поход против турок. Знаток и переводчик др.-греч. лит-ры, В. Н. много сделал для пропаган­ды античной культуры, особен­но философии Платона.

ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis - жизнен­ный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущ­ность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непозна­ваемых факторов („жизнен, по­рыв , „созидающая сила и т. п.). В. смыкается с религией и идеа­лизмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфи­ки органич. природы, ее противо­поставление неорганич., отрицание возможности возникновения жиз­ни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методоло­гию идеализма, фальсифицирует сложные проблемы биологии (про­исхождение живого, его способ­ность к саморегуляции, самоорга­низации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма.

ВИФЛЕЕМ (др.-евр. Bethlehem), ныне Бейт-Лахм - город в Иудее, указываемый евангелистами как место рождения Христа (Мф. 2:1; Лк. 2:4). С В. связаны еванг. легенды о младенце Иисусе в яслях, об ангельском хоре, славящем рождение спасителя, о звезде виф­леемской, о поклонении и дарах волхвов. В христ. богосл. тра­диции В. - символ  (знамение) благовестия и спасения во Христе, небесной надежды.

ВИХАРА (санскр.) - первона­чально хижина, убежище, жилище, место развлечений; в раннем буд­дизме - место встреч бродячих, нищенствующих монахов (сад, парк, пещера) во время сезона дождей; позднее - монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, построенные разбогатевшими будд, общинами.

ВИШНУ (др.-инд.) - один из высш. богов индуист. пантеона, вместе с Брахмой и Шивой вхо­дит в божеств, триаду - тримурти. В. олицетворяет творческую космич. энергию. В. имеет много различных имен, связанных с его свойствами и атрибутами или с его мифич. подвигами (Хари — „избавитель , Говинда - „пас­тух и т. д.).

ВНУШЕНИЕ - процесс психологич. воздействия, рассчитанный на некритич. восприятие передавае­мой информации. В религии В. играет большую роль. Религ. В. в большой мере подвержены дети, женщины, лица с низким уровнем образования и культурн. развития, люди, переживающие страдания и ожидающие избавления от них. Наиболее действенно В., к-рое осу­ществляется во время коллектив­ного религ. действия, богослуже­ния. Восприимчивость к внушаю­щему воздействию возрастает в ре­зультате подражания, эмоц. упо­добления. Церковь активно ис­пользует механизм В. в своих целях.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Словарь Атеиста:

ПОС - ПРА

ПОСЕЙДОН - бог морской сти­хии в др.-греч. мифологии. Счи­тался братом Зевса и изображал­ся с трезубцем в руках, с по­мощью к-poro он вызывал мор­ские бури. ПОСЛУШНИК - в ру...

Авторизация



Движение атеизма:

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...