Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ВАА - ВНУ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ВААЛ, Баал (финик. — влады­ка) - др. общесемитское боже­ство, почиталось в Финикии, Пале­стине и Сирии. В. считался власти­телем земли, дождя и грозы, по­кровителем городов и жизни.

ВАВИЛОНСКАЯ  БАШНЯ  - см. Вавилонское столпотворение.

ВАВИЛОНСКАЯ     РЕЛИГИЯ  - собират. наименование политеистич. верований в рабовлад. об-вах Месопотамии - в Шумере, Акка­де, Вавилоне, Ассирии (4-1 тыс. до н. э.). Гл. идеи В. р. следующие: простые люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари; существующие по-рядкй и законы божественны. Боги В. р. выступают в антропо­морфном виде. В Шумере в 4—3 тыс. до н. э. на основе слияния племен, культов сформировалось представление о великой троице богов (Ану, Энлиль, Эа), наряду с к-рыми признавались и др. боги, олицетворявшие силы при­роды и отд. стороны практич. деятельности людей. С др. времен в Месопотамии были развиты зем­ледельческие культы, особенно культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза. С нач. 2 тыс. до н. э. во главе сонма богов ставится покровитель Ва­вилона бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилон. царей отражается в по­явлении тенденции к монотеиз­му: др. боги начинают рассмат­риваться как разные проявления Мардука. В эпоху ассир. влады­чества (8-7 вв. до н. э.) В. р. по­полнилась представлениями о пле­мен, и нац. ассир. богах, прежде всего о боге Ашшуре. После кру­шения ассир. империи эти пред­ставления исчезли. В В. р. всег­да сохранялись остатки перво-бытн. верований, в части, ани­мизм и магия, была развита мантика,   важная   роль  отводилась астральным культам. В. р. нашла отражение в др. письмен­ных памятниках - „Энума элиш , эпосе о Гильгамеше и др., нек-рые идеи и сюжеты этих соч; были заимствованы др. евреями (напр., легенда о потопе). В. р. харак­теризуется развитым институтом жречества, к-рое строго регламен­тировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные хра­мы. С распространением в Месо­потамии зороастризма, христиан­ства, ислама В. р. постепенно раз­мывалась, прекратив свое сущест­вование к 13 в. н. э.

ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН - в 597 до н. э. вавилон. царь Навуходо­носор II осадил Иерусалим, раз­грабил его и увел в плен иудей­скую знать, мастеров и ремеслен­ников. В 586 до н. э. он вторично осадил Иерусалим, разрушил его и увел в апен значит, часть насе­ления Иудеи. Плен длился ок. 50 лет. В 539 до н. э. перс, царь Кир II завоевал Вавилон и освобо­дил иудеев из плена. История пленения иудеев и их освобожде­ния из плена нашла отражение в книгах Ветхого завета и трактует­ся как свершение воли божьей.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВО­РЕНИЕ — библ. легенда, согласно к-рой все люди первоначально говорили на одном языке, но пос­ле того, как они начали строить Вавилон, башню (столп) „до не­бес , „сошел господь посмотреть город и башню, которые строи­ли сыны человеческие (Быт. 11: 5), он расстроил их замысел: „смешал языки людей, люди пере­стали понимать друг друга, и баш­ня оказалась недостроенной. Ле­генды о недостроенной башне и возникновении разных языков бытуют у разных народов. Одна­ко нек-рые историки полагают, что прообразом Вавилон, башни является вавилон. пирамида (зиккурат), к-рая, по данным археологии, состояла из 7 ярусов, а высо­та ее равнялась 90 м. Это было огромное культовое сооружение. Иудеи и христиане считают В. с. символом тщеславия, наказуемо­го богом.

ВАКФ, чаще вакуф (араб.) - в странах распространения ислама подаренное или завещанное религ. или благотворит, орг-циям иму­щество (как правило, земля). В. не отчуждается и не облагает­ся налогом. Сохранился в нек-рых странах Востока, где составляет экономич. основу влияния мусульм. духовенства.

ВАКХ, Бахус (греч. Bakchos - шумный) — в др.-греч. мифоло­гии одно из имен бога Диони­са. В Др. Риме почитался как бог виноделия, вина и веселья. Распространению культа В. в Ита­лии способствовало развитие ви­ноградарства и виноделия. В честь В. праздновались вакханалии.

ВАКХАНАЛИИ - религ. празд­нества в честь бога Вакха (Диони­са) в Др. Греции и Риме. Носили характер необузданных оргий. В. происходили обычно по ночам, на лоне природы, при свете факелов. Гл. роль в В. играли женщины (вакханки, менады), приводив­шие себя вином и религ. экзаль­тацией в буйное состояние. Особое распространение и дикие формы В. приобрели в Италии во 2 в. до н. э. В 186 до н. э. В. были запрещены Римск. сенатом, но еще долгое время совершались тайно.

ВАЛЕНТИН ( 2 в. н. э.) - см. Гностики.

ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович (1835-1865) - казахск. просве­титель-демократ, ученый и об­ществ, деятель. Мировоззрение В. сложилось под влиянием передо­вой рус. культуры. В объясне­нии явлений природы В. стоял на позициях материализма и ате­изма. Осн. работа: „Следы шаман­ства у киргизов .

ВАЛКИРИИ, валькирии - в др.-герм,   мифологии  девы-воительницы, жрицы Одина, к-рые отби­рали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летаю­щих конях уносили души павших в небесный чертог Одина - Вал­галлу.

ВАЛЛА Лоренцо (1407-1457) - итал. гуманист эпохи Возрожде­ния. Вел борьбу с христ. догма­тизмом и авторитаризмом. В. подверг сомнению богодухновенность Библии, истинность догма­тов, веру в бессмертие души. В диалоге „О наслаждении (вто­рая ред. - „Об истинном благе ), опираясь на понятый в духе Возрождения эпикуреизм, дал светскую трактовку христ. идеала: цель человека - земное наслаж­дение - не препятствует небесно­му блаженству. Выступил с крити­кой монашества и папства; дока­зал подложность т. н. Константи­нова дара, утверждая тем самым светский характер гос-ва.

ВАЛТАСАР — сын последнего ца­ря Вавилонии Набонида. Погиб в 539 до н. э. при взятии Вави­лона персами. С именем В. связа­на библ. легенда о том, что во вре­мя его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, пред­вещавшая падение Вавилона в ту же ночь. Валтасаров пир - сим­вол беспечности перед грядущей катастрофой.

ВАЛЬДЕНСЫ (позднелат. Valdenses), лионские бедняки — после­дователи ср.-век. еретич. сек­тант, движения, возникшего в поел. четв. 12 в. среди крепост. крестьян и ремесленников Южн. Франции и распространившегося позднее в Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании. Название проис­ходит от имени основателя дви­жения - купца Пьера Вальдо, к-рый в 1176 основал общину „совершенных . По своему харак­теру ересь В. - форма соц.-поли-тич. протеста плебейских масс и крестьян против феодализма и католич. церкви. В. отрицали право католич. церкви иметь соб­ственность, собирать десятину; выступали против папы римск. и его претензии быть наместником апостола Петра. Отрицали католич. духовенство, таинства, почи­тание креста, догмат о чистили­ще и т. д., смыкаясь в этом плане с катарами (в часта., с альбигой­цами). Католич. церковь и фео­далы жестоко преследовали В. Несмотря на это, В. сохранились в ряде областей Франции, Швей­царии и Италии ив 20 в.

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ (по име­ни св. игуменьи Вальпургии, па­мять к-рой чтится католиками 1 мая). Ночь на 1 мая в дохрист. времена отмечалась у герм, наро­дов празднествами в честь на­ступления весны и пробуждения сил природы. С распространением в Германии христианства эти языч. празднества были осуждены цер­ковью как „нечистое, бесовское идолопоклонство , их участники предавались анафеме как служи­тели дьявола. Впоследствии за В. н. закрепилось значение бесов­ского шабаша, оргий ведьм и чер­тей на самой высокой горе Гар­ца - Броккене. Предания о В. н. использованы  Гете в „Фаусте .

ВАМПИР - см. Упырь.

ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь, 27 - 104) - кит. философ-материалист, скептик. Критиковал идеалистич., в особенности конфуцианские, идеи. Осн. произведение В. Ч. - трактат „Лунь Хэн („Критиче­ские рассуждения ). Изначальной субстанцией мира, по учению В. Ч., является ,,ци - первооснова и источник вещей, к-рые возн. в результате сгущения этой суб­станции. Таким же образом появ­ляется и человек, к-рый в прин­ципе не отличается от живот­ного и так же смертен. Реальный мир познаваем, а источник этого познания - чувственное восприя­тие, созерцание, исследование действительности и ее осмысление. В то же время В. Ч. присущи вера в предзнаменования и фа­тализм.

ВАНИНИ Джулио Чезаре (1585-1619) - итал. мыслитель, высту­павший с резкой критикой рели­гии,  католич.  церкви. Отвергал веру в бессмертие души, релит, мифы, высказывал материали­стические взгляды. Обвиненный в атеизме, был сожжен на костре в Тулузе. Основные произведения: „Амфитеатр вечного провидения (1615), „О чудесных тайнах при­роды, царицы и богини смертных (1616).

ВАНЫ (др.-исл. vanir) - в сканд. мифологии группа богов плодоро­дия, влаги, мореплавания. К числу В. относятся гл. обр. Ньёрд (бог моря) и его дети - Фрейр и Фрейя, наделенные магич. пророч. даром. Есть основания предполагать, что культ В. проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление места, культа асов. Отсюда миф о войне асов с В., закончившейся их объ­единением.

ВАРНА (санскр.,букв. - качество, цвет) - сосл.-клас. группа в др.-инд. об-ве. Брахманы составляли высш. В. Они произошли якобы из уст - самой „чистой части тела Брахмы. За ними следовали кшатрии - военная элита и вожди племен. Они осуществляли власть, распоряжались экономикой, явля­лись военной силой. Земледельцы, скотоводы, ремесленники, торгов­цы - осн. масса свободных общин­ников — объединялись В. вайшьев. Они были гл. податным сосло­вием и поставляли осн. массу воинов-пехотинцев в армию. Об­служивать высш. В. было обя­занностью шудр, исполнителей са­мой тяжелой работы. Шудры, в отличие от 3 высш. В., „дваждырожденными (дваджати) не считались и права „слушания вед и свойства „слияния с Брах­мой не имели.

ВАРУНА - в ведич. религии вели­чайший, наряду с Индрой, из бо­гов. В Ведах он выступает как создатель (демиург) и хранитель мира, грозный бог-судья, караю­щий грешников и награждающий праведников. В послеведический период В. утрачивает свое ведущее положение в пантеоне богов и ста­новится божеством водных сти­хий.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ   НОЧЬ кровавая расправа, к-рую учинили католики над гугенотами в Пари­же в ночь на 24 августа 15/2, когда отмечался праздник св. Вар­фоломея. Организаторы В. н., воз­главлявшиеся королевой-матерью Екатериной Медичи и руко­водителями католич. партии Гизами, намеревались уничтожить гла­варей протестантов, использовав для этого удобный случай - свадьбу лидера протест, движения Генриха Наваррского, на к-рую съехались многие его сподвижни­ки. Во время В. н. в Париже и ряде др. городов было уничто­жено ок. 30 тыс. человек.

ВАСИЛИД (2 в. н.э.) см. Гностики.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 330-379) - епископ Кесарии Каппадокийской (М. Азия), один из отцов церкви, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. В. В. разработал вариант литургии, рег­ламентировал правила монастыр­ской жизни. Он является авто­ром „Шестоднева , в к-ром изло­жены основы христ. космологии, ряда руководств по церк. дея­тельности, наставлений и пропо­ведей.

ВАТИКАН (Vaticano) - 1) назва­ние одного из 7 холмов, на к-рых расположен Рим; 2) комплекс зданий, включающий храм св. Пет­ра, апостолич. дворец с Сикстин­ской капеллой, в к-рой с 15 в. избираются папы; 3) офиц. рези­денция пап с 1870, когда была ликвидирована светская власть пап и Пий IX провозгласил себя „узником Ватикана; 4) террито­рия госва-города В. размером в 44 га, возникшего в 1929 в ре­зультате Латеранских договоров, заключенных Пием XI с Муссоли­ни. Глава В. - папа римск., обла­дает неогранич. властью монарха. Адм. делами (финансами, стро­ительством и пр.) В. управляют кардинальская комиссия и гу­бернатор, как правило, гражд. лицо, назначаемые папой. Церк. и политич. делами - курия римск.(пр-во). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностр. дел., к-рый руководит дея­тельностью нац. церквей за пре­делами Италии. По решению II Ва­тиканского собора при папе действует периодически созы­ваемый с совещательным голосом церк. синод, в состав к-рого входят патриархи и митрополиты вост. католич. церквей, предста­вители нац. епископских конфе­ренций, монашеских орденов и лица, персонально назначаемые папой. В. поддерживает дипл. от­ношения с более чем 100 странами (из социалистич. стран - с Югос­лавией и Кубой), представители к-рых образуют при В. дипл. корпус. С СССР нет дипл. отно­шений. В. представлен в ООН и во мн. международ, орг-циях. Располагает мощным пропаган­дистским аппаратом - радиостан­цией, вещающей на мн. языках, ежедневной газетой „Оссерваторе Романо , также выходящей на раз­ных языках, типографией, сетью ун-тов, академий, колледжей и се­минарий, в к-рых обучаются пред­ставители духовенства мн. зару­бежных стран. В. имеет свой флаг, гимн, денежные знаки, марки, автопарк, музеи, библиотеки, ар­хив, ж.-д. вокзал, тюрьму, жан­дармерию (т. н. швейцарскую гвар­дию), трибуналы, собств. весь­ма разветвленный разведыватель­ный аппарат. В В. работают ок. 3 тыс. служащих, в основном итал. священники. Число подданных - ок. 1 тыс. чел. Посторонние до­пускаются на территорию В. по особым пропускам. Служащие В. пользуются правом беспошлинно­го ввоза и приобретения товаров общего пользования. Капиталы В. исчисляются миллиардами дол­ларов.

ВАТИКАНСКИЕСОБОРЫ - см. Вселенские соборы.

ВАХ Иоахим (1898-1955) - нем. религиовед. С 1935 жил в США. Наиболее известная работа - „Со­циология религии (1944). Социо­логия религии, по его мнению, не может выявить сущность и природу религии, она способна лишь изучить соц. формы взаимоотно­шений между религией и об вом, к-рые сводятся им к взаимодействию между индивидом, религ. группой и об-вом.

ВАХХАБИЗМ - религ.-политич. течение в исламе, возникшее в кон. 18 в. в Аравии. Основатель - араб, богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб выступил с пропове­дью возрождения „чистоты ис­лама, за „подлинное единобо­жие, исключающее всяких посред­ников между человеком и Алла­хом. В. отвергал культ святых (в т. ч. и самого пророка Мухам­меда), паломничество к мазарам, считая это проявлением многобо­жия, осуждал роскошь, курение, пение, танцы и даже пользование четками. Господств, классы Сау­довской Аравии сделали В. офиц. идеологией, приспособив его к но­вым условиям.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРО­ДИЦЫ - двунадесятый праздник правосл. церкви, отмечаемый 21 ноября (4 декабря). Посвящен важному с т. зр. церкви событию — торжеств, вступлению трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на вос­питание. Церковь всегда учила, что родители Марии - это пример для всех верующих, к-рые долж­ны приобщать своих детей с само­го раннего детства к христ. вере, приводить их в храм, знакомить с церк. обычаями и традициями. Этим объясняется повышенное внимание духовенства к празднику в наши дни, когда вопросы пополнения релит, об­щин за счет молодежи приобре­тают для церкви первостеп. зна­чение.

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Ивано­вич (1888-1946) - один из ли­деров обновленч. движения в пра­вославии, возникшего в 1922 и называвшего себя , JKивой цер­ковью . После раскола „Живой церкви В. возглавил обновленч. „Союз общин древлеапостольской церкви (СОДАЦ), к-рый осудил контрреволюц. деятельность пат­риарха Тихона и его сторонников, провозгласил лояльное отноше­ние к Сов. гос-ву, призвал духо­венство и верующих руководство­ваться принципами „христ. социа­лизма . В. был сторонником мо­дернизации вероучения и культа православия.

ВЕБЕР Макс (1864-1920) - нем. бурж. социолог, историк, философ-идеалист. Отрицая объективность законов обществ, развития, В. утверждал, что сущность всякого соц.-экономич. явления определя­ется прежде всего т. зр. исследо­вателя. Для систематизации и по­нимания хаотич. единичных фак­тов исгорик в соответствии с при­нятыми в данном об-ве культур­ными ценностями создает лишен­ные объективного содержания и потому сугубо условные мыс­лительные конструкции („идеаль­ные типы ), с к-рыми и соотносит действительность. В своих исследо­ваниях В. уделял значит, внима­ние вопросам истории христианст­ва, социологии религии („Протес­тантская этика и дух капитализ­ма , „Протестантские секты и дух капитализма ). В. считал, что в идеологии ср.-век. зап.-европ. христ. сект сложились нормы хоз. этики, наиболее полно выражаю­щие „капиталистич. дух . Они были развиты в 16-17 вв. раз­личными течениями протестан­тизма. Именно поэтому Европа стала родиной совр. капитализма, к-рый В. объявляет самой со­вершенной формой экономич. деятельности. Взгляды В. были направлены против марксист, уче­ния об обществ.-экономич. фор­мациях.

ВЕДАНТА (санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение; к В. в широком смысле относятся соб­ственно В., пурва-миманса, нек-рые учения вишнуизма и шиваиз­ма, а также неоиндуизма. Собст­венно В. — одна из 6 ортодокс, (признающих авторитет вед) сис­тем. Согласно учению В., высш. реальность и причина всего су­ществующего - вечный несотворенный брахман. Целью бытия В. считает „освобождение , достиже­ние изначального тождества инди­вид, духовного начала (атмана) и брахмана.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ВЕ­ДИЗМ - религ. верования и об­рядность значит, части населения Индии в 1-м тыс. до н. э., полу­чившие письменное закрепление в 4 сборниках (самхитах) др. гим­нов, молитв, жертв, формул и зак­линаний - Ведах: Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе. Боги ранней В. р. являлись антропоморфным олицетворением сил и явлений природы: Агни - бог огня, Индра - атмосферы, дождя и грозы, Сурья - солнца, Варуна (Дьяус) - неба, Сома - луны и опьяняющего напитка, Вритра - засухи и т. д. Позже боги стали наделяться соц. функциями: воен­ными, юридич., управления и пр. Основу культа составляли жертво­приношения. Непосредственным дальнейшим развитием В. р. стал брахманизм.

ВЕДОВСТВО - вредоносное кол­довство, сопровождаемое вредо­носными магич. Обрядами, в осно­ве к-рых лежит вера „в порчу . Этнографы отмечают, что соц. основа вредоносной магии - в межплемен, отчужденности. При­писывание всяких болезней, смерт­ных случаев колдовству чужепле­менника - явление, распространен­ное повсеместно при первобыт-нообщин. строе. Практика В. была, по-видимому, одним из источни­ков формирования первобытн. анимистич. представлений, в части, веры в злых духов.

ВЕДЫ (санскр., доел. — священ­ное знание) — древнейшие памят­ники инд. религ. лит-ры, скла­дывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборни­ков: Ригведа - собрание гимнов мифологич. и космологич. содер­жания; Самаведа - сборник пес­нопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуаль­но-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведич. ри-уалов, правил совершения жерт­воприношений; Атхарваведа — сборник магич. заклинаний и фор­мул. В. породили многочисленную лит-ру, толковавшую и коммен­тировавшую их: брахманы (теологич. обоснование ведич. практи­ки) ; араньяки (мистич. толкова­ние филос. доктрин и текстов В.); Упанишады (филос. толкова­ние сущности мироздания). На основе В. сложилась ведич. религ. традиция, мн. образы и филос. концепции к-рой вошли впослед­ствии в такие религ.-филос. сис­темы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

ВЕДЬМА - по суеверным пред­ставлениям, восходящим к язы­честву, женщина-колдунья, к-рая, благодаря тайным связям с „не­чистой силой , якобы способна причинять несчастья людям, вре­дить животным и т. д. По народ­ным преданиям, ведьма служит дьяволу. В средние века церк. инквизиция преследовала и пуб­лично истребляла женщин, подо­зреваемых в колдовстве.

ВЕЗАЛИЙ Андреас (1514-1564) - естествоиспытатель эпохи Возрождения, основатель науч. анатомии. Считая, что в науч. исследованиях нужно опираться прежде всего на опыт, отвергал безоговорочные ссылки на авто­ритеты, в т. ч. и на признан­ные церковью. В процессе препо­давания анатомии практиковал вскрытие трупов, что запреща­лось церковью. Это стало од­ной из причин преследования В. инквизицией, к-рая приговори­ла его к паломничеству в Пале­стину для замаливания грехов. Во время паломничества он по­гиб.

BEЛЕС, Волос - др.-слав. языч. божество — покровитель домашне­го скота. Возможно, считался и покровителем искусства, т. к. в „Слове о полку Игореве Боян назван велесовым внуком. После принятия славянами христианства роль покровителя скота была в на­родных поверьях перенесена на св. Власия.

ВЕЛИ (араб. - близкий) - чело­век, близко стоящий к богу, свя­той в исламе. В. приписывается способность к совершению всевоз­можных чудес: исцеление боль­ных, воскрешение мертвых, вы­зов и предотвращение стихийных бедствий, предсказание будущего и т. д.

ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО - судебный процесс 1823-1835 по ложному обвинению группы евреев г. Велиж Витебской губ. в убийстве малолетнего сына солдатки Ивановой - Федора - в ритуальных це­лях. Процесс инспирирован цер­ковниками и царскими властями для разжигания нац.-религ. розни. По этому делу было приговорено к тюремному заключению 42 чел. В кон. 1824 витебский суд признал обвинение недоказанным и прек­ратил дело. Однако под давле­нием реакции дело было возобнов­лено. В 1830 материалы по В. д. были переданы в Сенат, а затем в Гос. совет, к-рый вынужден был признать все обвинения необосно­ванными и прекратить дело.

ВЕЛИКИЕ  ПРАЗДНИКИ   -  см. Православные праздники.

ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус (1844-1918) - нем. востоковед и библеист. В книге „История Израиля (1878), опираясь на множество историч. данных и анализ текста первых 6 книг Библии, выделяет в нем т. н. Жреческий кодекс, имеющий более др. происхожде­ние, чем остальные части Вет­хого завета. Этим В. нанес сокру­шит, удар по традиц. релит, вер­сии о Моисее как авторе Пяти­книжия.

ВЕНЕРА - в мифологии Др. Рима богиня весны и садов, одно из др. италийских божеств. С проникно­вением на территорию Др. Рима др.-греч. культов В. была отождест­влена с Афродитой и стала по­читаться как богиня любви, красо­ты и брака.

ВЕРА - 1) то же, что вероучение, т. е. система религ. взглядов, к-рых придерживается тот или иной человек (напр., христ., мусульм., будд. В.); 2) специфич. отноше­ние к действительным или вооб­ражаемым объектам, явлениям (и соответствующее ему духовное состояние), когда их достовер­ность и истинность принимают­ся без теоретич. и практич. дока­зательств. Подобного рода В. (на­зываемую слепой) противопос­тавляют знанию. Именно таким феноменом является В. религ., объектами к-рой выступают бог, ангелы, потусторонний мир, бес­смертие души, догматы и т. д.; 3) термином „В. обозначают также основанную на знании убеж­денность, уверенность человека в истинности тех или иных науч. или обществ.-политич. идей.

„ВЕРА  ВО  ВТОРОМ МИРЕ   - межконфессиональное объедине­ние реакц. клерикальных сил для подрывной деятельности против соц. стран. В ее состав входят клерикально-антикоммунистич. орг-ции 18 стран. Среди них Центр по изучению коммунизма и ре­лигии в Великобритании, Центр по изучению религии и прав человека в закрытых обществах (США), Общество прав человека (ФРГ) и др. Занимается фабри­кацией клеветнич. материалов о якобы имеющих место „гоне­ниях на веру в соц. странах, ставя своей целью дезинформи­ровать мировую общественность, возбудить антисоветск. настрое­ния. Штаб-квартира находится в Цюрихе (Швейцария).

ВЕРА И РАЗУМ - противопос­тавление веры и разума, внутрен­не присущее всякой религии, наи­более остро проявилось в христи­анстве, к-рое объявило веру в бога высш. духовной способностью че­ловека. Теология, сводя возмож­ности человеч. разума лишь к фор­мальным логическим операциям, объявлявляя его неспособным не только к богопознанию, но и к ис­тинному миропознанию без опоры на веру. Человеч. разуму в рели­гии противопоставляется абсолют, божеств, разум, к-рый в дейст­вительности представляет собой абсолютизир., оторванные от человека и превращенные в самос­тоят, сущность человеч. познават. способности.

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - не осно­ванная на логических умозаклю­чениях и данных науки уверен­ность в реальном существовании сверхъестеств. существ, свойств, отношений. В. р. представляет со­бой осн. признак религ. созна­ния, определяет культ религ., переживания и поведение верую­щих. В теологии В. р. рассматри­вается либо как неотъемлемое свойство человеч. души, либо как дарованная богом благодать, т. е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу. На са­мом же деле способность верить обусловлена соц. природой челове­ка, а превращение этой способно­сти в В. р. вызвано соц. условиями, порождающими потребность масс в религии. В. р., как элемент пси­хики верующих, представляет со­бой сложное образование, включа­ющее интеллект., эмоц. и волевой моменты. Интеллект. элемент В. р. - это совокупность религ. представлений, образов, имеющих­ся в сознании верующих. Посколь­ку эти представления не могут быть научно доказаны и обосно­ваны и в то же время оценивают­ся верующими как жизненно важ­ные, то большую роль в В. р. при­обретает эмоц. элемент. Теологи, пытаясь возвысить В. р., объявля­ют ее высш. проявлением человеч. сознания: высш. нравств. ценнос­тью, более высокой, чем разум, формой познания, что противоре­чит данным науки и практики. Устранение соц. факторов религи­озности, усвоение науч. знаний ведет к преодолению В. р.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - наз­вание, к-рое получил в народ­ном быту христ. праздник — вход господен в Иерусалим.

ВЕРИГИ - кандалы, цепи, оковы и др. метал, предметы, к-рые но­сили религ. фанатики „для укро­щения плоти . Церковь рассмат­ривала ношение В. как религ. подвижничество и всячески поощ­ряла его.

ВЕРИГИНЦЫ - течение в духо­борчестве (см. Духоборы), воз­главлявшееся Петром Веригиным, к-рый призывал не повиноваться властям и отказываться от воинск. повинности. Преследуемые царс­ким пр-вом, В. переселились в кон­це 19 в. на о. Кипр, а затем - в Ка­наду, где и сейчас имеется их об­щина.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - принад­лежность к к.-л. религии, церкви, конфессии, а также религ. объеди­нение, имеющее свое вероучение, культ, орг-цию.

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - признание права на исповедание любой рели­гии (свобода вероисповедания), терпимое, уважит» отношение к представителям всех верований. Борьба за В. возн. в условиях господства определенного религ. направления, преследующего ина­комыслие, и носит прогрес. харак­тер, содействуя гуманизации об-ва. В царской России В. практически не соблюдалась, хотя православие в корыстных целях иногда дема­гогически использовало понятие В. В отличие от бурж. конституций, сводящих свободу совести только к В., Конституция СССР гаранти­рует гражданам не только свободу отправления культа, но и право быть атеистом, вести атеистич. про­паганду. Тем самым уровень гума­низации об-ва и свободы его чле­нов поднимается на качественно новую ступень.

ВЕРХОВНОГОСУЩЕСТВА  КУЛЬТ - гос. культ, введенный Конвентом 7.V. 1794 в период якобинской диктатуры во Фран­ции. В основу В. с. к. была поло­жена „гражд. религия Руссо, к-рая рассматривалась Робеспье­ром как единственная моральная опора об-ва. Первый пункт декре­та, принятого Конвентом, гласил: „Французский народ признает Вер­ховное существо и бессмертие души . Установление В. с. к. было вызвано издержками политики дехристианизации во время рево­люции, в нем сказалась мелко-бурж. попытка занять промежуточную позицию между католицизмом и атеизмом. В. с. к. содержал нерелиг. элементы, напр, требование исполнения человеком своих гражд. обязанностей. Праздники, связанные с В. с. к., посвяща­лись также республике, свободе всего мира, любви к родине, исти­не, справедливости и т. д. В. с. к. рухнул после крушения якобин­цев.

ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и СОФЬИ день памяти - отмечае­мый 17 (30) сентября праздник правосл. церкви, в основе к-рого лежит мифич. история о жесто­кой расправе римск. императора Адриана (2 в.) над принявшими христианство римлянками Софьей и ее тремя дочерьми. За отказ отречься от своей новой веры они якобы подверглись страшным пыткам, от к-рых и скончались. Почитая этих христ. мучениц, при­численных к лику святых, цер­ковь предлагает их верующим в качестве образца для подража­ния в отстаивании религ. убежде­ния. Однако в быту праздник не воспринимался в его церк. значе­нии, а отмечался как день именин тех, кто носит имена этих святых. Отсюда и веселый характер празд­ника, явно не соответствующий содержанию, к-рое вкладывает в него церковь.

ВЕСТА - в римск. мифологии богиня домашнего очага. В каж­дом доме В. посвящался вход в дом - вестибул. В. имела и гос. культ. Жрицы - весталки поддерживали в очаге храма В. постоян­ный огонь как символ гос. надеж­ности и устойчивости. Угасание ог­ня В. считалось дурным предзна­менованием. Праздник в честь В. отмечался в Риме ежегодно 9 июля.

ВЕСТАЛКИ (от лат. vestales) - жрицы богини Весты в Риме, поддерживавшие огонь в ее храме. Отбирались верховным жрецом из знатных семейств Др. Рима. По­стоянно жили при храме, поль­зовались большими привилегиями и почетом.

ВЕТКА - см. Поповщина.

ВЕТТЕР Густав (р. 1911) - австр. католич. философ, неотомист, ие­зуит, советолог-антикоммунист. В своих книгах „Диалектический материализм. Его история и сис­тема в Советском Союзе (1952), „Советская идеология сегодня (1962) он в искаженном свете трактует вопрос об источниках марксизма, его месте в истории философии, дает извращенное представление об осн. содержании марксистско-ленинской филосо­фии, фальсифицирует в духе нео­томизма совр. естеств.-науч. тео­рии.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - часть Библии, рассматриваемая как св. писание и иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги В. з. можно разделить на несколь­ко групп: Пятикнижие Моисеево, книги историч., пророч. и Писа­ния. К историч. можно отнести книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди Пророковкниг выделяются Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил как „вели­кие , или „старшие ; кроме того, В. з. содержит еще 12 книг малых пророков - Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел „писаний чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повество­вания типа новелл (Руфь), и фи-лос. моралистич. трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротич. поэ­му „Песнь Песней , сборник мо­литв, песнопений - псалмов Псал­тирь и т. д. В правосл. и католич. издания Библии включаются также 11 книг В. з., не являющиеся ка­ноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи. Католич. церковь рассматривает их как ка­нонические второго порядка; пра­восл. церковь не считает канони­ческими, но признает „душеполез­ными ; протест, церкви приравни­вают их к апокрифам. Авторами подавляющего большинства книг В. з. являются отнюдь не те лица, к-рых называет церковь, даты появления книг В. з. также в боль­шинстве случаев указываются не­правильно. В части., первые 5 книг не принадлежат, разумеется, мифич. Моисею. История создания В. з. в целом охватывает период с 9 в. до н. э. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Оригинальный язык в.-з. книг - др.-евр., за исключением отд. фрагментов (Дан. 2:4; 7:28; 1 Езд. 4:8; 18:7, 12-26; Иер. 10: 11), написанных на арамейск. языке. В последние два столетия до н. э. был осуществлен перевод В. з. на греч. язык (Септуагинта). Этот текст наряду с др.-евр. ори­гиналом рассматривается христ. церквами как богооткровенный. В кон. 4 - нач. 5 в. н. э. блаженный Иероним перевел В. з. на лат. язык; этот перевод под названием Вуль­гаты (народный, общедоступный) признан богооткровенным на Тридентском соборе католич. церкви (1545-1563). Кодификация и ка­нонизация книг В. з. началась в 5 в. до н. э. и была завершена к кон. 1 в. н. э. Ямнийским раввинистич. собором. Христианством канон В. з. был воспринят в том виде, какой был придан ему иудаизмом. В течение ряда столетий текст В. з. редактировался масоретами. Помимо канонич. и неканонич. книг В. з. существуют также в.-з. апокрифы.

ВЕЧЕРВОПРОСОВИОТВЕТОВ - одна из форм атеистич. воспита­ниятрудящихся. В. в. и о., как правило, проводят ученые, пропа­гандисты и лекторы - специалис­ты по различным вопросам тео­рии, истории и практики науч. атеизма. Тема В. в. и о. может оп­ределяться характером вопросов, заданных в данной аудитории на предыдущих лекциях, беседах и представляющих не частный, а общезначимый интерес. Для оп­ределения темы В. в. и о. необхо­димо изучение запросов и инте­ресов аудитории.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - понятие, оз­начающее неизменность, неопро­вержимость в ходе познават. дея­тельности содержания высказыва­ния, верно отражающего отно­шения действительности. Марк­систское учение об истине рас­сматривает науч. теории как отно­сит, истины, поскольку они не да­ют исчерпывающего знания исследуемого объекта и содержат эле­менты, к-рыс последующим ходом познания изменяются, уточняются, углубляются. В каждой науч. тео­рии есть и элементы непреходя­щего знания, к-рые верно отража­ют действительность. Они представ­ляют собой крупицы абсолют, истины - исчерпывающего полно­го знания действительности, их можно назвать и В. и. Не подле­жащими изменению в будущем являются также высказывания, к-рые констатируют конкр. факты и отношения (напр., Луна — спут­ник Земли). Богословы, отрицая существование В. и. в науч. теори­ях, объявляют В. и. религ. догма­ты. Однако развитие практики и науч. познания заставляет бого­словов под видом углубления ис­толкования догм фактически изме­нять их содержание с целью прис­пособления к уровню сознания совр. верующих и Создания иллю­зии их истинности.

ВЕЧНОСТЬ МИРА - понятие, оз­начающее никогда не прекраща­ющееся, не имеющее ни начала ни конца во времени существова­ние мира, несотворим ость и не-уничтожимость движущейся мате­рии, ее атрибутов. Представление о В. м. складывается в древности в борьбе материализма против религ. утверждений о божеств, сотворении мира. Уже др.-греч. мыслитель Гераклит утверждал, что мир не создан ни богами, ни людьми, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, ме­рами вспыхивающим и мерами уга­сающим. Античные атомисты (Де­мокрит, Эпикур и др.), признавая преходящим существование запол­няющих Вселенную миров, подоб­ных нашему, считали Вселенную как целое вечной, непреходящей: она всегда была, есть и будет. Несотворенным и неуничтожимым представлялся мир материалистам Нового времени - Д. Бруно, Спи­нозе, Дидро, Гольбаху.Однакоу домарксистских мыслителей по­нимание В. м. содержало искажаю­щие реальность моменты: приз­нание неизменности мира как це­лого, существования неизменной первом атерии и неизменных у ни-всрсальных законов, каковыми представлялись законы механики. Диалектико-материалистич. пони­мание В. м. признает постоянное изменение, обновление мира. В без­начальном, постоянно изменяю­щемся мире всегда сохраняющи­мися, непреходящими остаются атрибуты материи, многокачест-венность форм ее движения, спо­собность материи воспроизвести закономерно любой из своих по­тенциально возможных видов, любую форму движения.

ВИКАРИЙ (от лат. vicarius - за­меститель, наместник) - замести­тель духовного лица. В католич. церкви В. Иисуса Христа назы­вают папу римск. В. имеются и в правосл. церквах: в еписко­патах, епархиях, больших прихо­дах, монастырях.

ВИКТОРИЯ - в римск. мифоло­гии богиня победы. Соответствует др.-греч. Нике.

„ВИЛАГОШШАГ („Vilagossag -„Свет ). Венг. мировоззренч. еже­месячный журнал, издается с 1960 в Будапеште на венг. языке. Публикует науч. статьи по кри­тике религ. идеологии, содейству­ет формированию у широких масс венг. народа науч. материалистич. мировоззрения.

ВИНА - нарушение моральных или юридич. норм и переживания, связанные с этим. Религия мисти­фицирует В., представляя ее зве­ном в отношениях между челове­ком и фантастич., сверхъестеств. началом. В религ. этике, осо­бенно христианской, В. рассмат­ривается как изначальная харак­теристика человеч. существова­ния.

ВИНАЯ-ПИТАКА - см. Трипитака.

ВИППЕР Роберт Юрьевич (1859-1954) — рус. и сов. историк. В. уделял много внимания вопросам истории религии, особенно ран­него христианства. Занимал спор­ные позиции в отношении дати­ровки н.-з. книг и возникновения христианства. Осн. работы: „Возникновение христианства (1918), „Возникновение христианской литературы (1946), „Рим и раннее христианство (1954).

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ (ок. 1403—1472) — визант. церк. дея­тель, ученый, гуманист, с 1437 — архиепископ Никейский. Считал религ. унию с католич. церковью необходимой для совместной борь­бы с турками. После провала Фло­рентийской унии (1439), к-рая была отвергнута почти всем духо­венством и народом, эмигрировал в Италию, где, перейдя в католи­чество, получил сан кардинала. По­сле падения Константинополя (1453) пытался организовать крест, поход против турок. Знаток и переводчик др.-греч. лит-ры, В. Н. много сделал для пропаган­ды античной культуры, особен­но философии Платона.

ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis - жизнен­ный) - антинауч. направление в биологии, объясняющее сущ­ность жизни действием якобы имеющихся в живом сверхъестеств., нематериальных и непозна­ваемых факторов („жизнен, по­рыв , „созидающая сила и т. п.). В. смыкается с религией и идеа­лизмом. Исходный принцип В. - абсолютизация качеств, специфи­ки органич. природы, ее противо­поставление неорганич., отрицание возможности возникновения жиз­ни из неживой материи. Совр. В., опираясь на новейшую методоло­гию идеализма, фальсифицирует сложные проблемы биологии (про­исхождение живого, его способ­ность к саморегуляции, самоорга­низации). Концепции В. широко используются совр. теологией для пропаганды фидеизма.

ВИФЛЕЕМ (др.-евр. Bethlehem), ныне Бейт-Лахм - город в Иудее, указываемый евангелистами как место рождения Христа (Мф. 2:1; Лк. 2:4). С В. связаны еванг. легенды о младенце Иисусе в яслях, об ангельском хоре, славящем рождение спасителя, о звезде виф­леемской, о поклонении и дарах волхвов. В христ. богосл. тра­диции В. - символ  (знамение) благовестия и спасения во Христе, небесной надежды.

ВИХАРА (санскр.) - первона­чально хижина, убежище, жилище, место развлечений; в раннем буд­дизме - место встреч бродячих, нищенствующих монахов (сад, парк, пещера) во время сезона дождей; позднее - монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, построенные разбогатевшими будд, общинами.

ВИШНУ (др.-инд.) - один из высш. богов индуист. пантеона, вместе с Брахмой и Шивой вхо­дит в божеств, триаду - тримурти. В. олицетворяет творческую космич. энергию. В. имеет много различных имен, связанных с его свойствами и атрибутами или с его мифич. подвигами (Хари — „избавитель , Говинда - „пас­тух и т. д.).

ВНУШЕНИЕ - процесс психологич. воздействия, рассчитанный на некритич. восприятие передавае­мой информации. В религии В. играет большую роль. Религ. В. в большой мере подвержены дети, женщины, лица с низким уровнем образования и культурн. развития, люди, переживающие страдания и ожидающие избавления от них. Наиболее действенно В., к-рое осу­ществляется во время коллектив­ного религ. действия, богослуже­ния. Восприимчивость к внушаю­щему воздействию возрастает в ре­зультате подражания, эмоц. упо­добления. Церковь активно ис­пользует механизм В. в своих целях.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Словарь Атеиста:

МАХ - МЕЧ

„МАХАБХАРАТА (санскр. -„Сказание о великой битве бхаратов ) др.-инд. эпос, сложивший­ся приблизительно в 6-2 вв. до н...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...