Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ГОЛ - ГЯУ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789) - франц. философ-материа­лист, воинств, атеист. Осн. соч. -„Система природы (1770), в к-ром Г. обобщил и системати­зировал воззрения метафизич. и механистич. материализма 18 в.

Активно участвовал в подготовке и издании „Энциклопедии . Перу Г. принадлежит ряд выдающихся атеистич. произведений: „Разоб­лаченное христианство (1761), „Карманное богословие (1768), „Священная зараза (1768), „Письма к Евгении (1768), „Здравий смысл (1772) и др. Подверг остроумной критике поч­ти все стороны религ. мировоз­зрения и церк. деятельности: по­казал несостоятельность идеи бо­га, мифа о божеств, сотворении мира из ничего, церк. учения о бессмертии души, нелепость церк. таинств и обрядов, реакц. сущность религ. морали. Сильной стороной атеизма Г. было то, что он сумел показать религию и цер­ковь как орудие угнетения наро­да феод, гос-вом, дворянством и духовенством. За свои атеистич. взгляды постоянно подвергался гонениям; „Система природы по решению парламента была пуб­лично сожжена, его работы вно­сились католич. церковью в Ин­декс запрещенных книг. Несмот­ря на просветит, характер и ис-торич. ограниченность, творчест­во Г. было яркой вехой в раз­витии атеистич. идей и сохра­нило свою значимость до наших дней.

ГОЛЬВИТЦЕР Хельмут (р. 1908) - нем. протест, теолог. В своих богосл. и публицистич. соч. („Христианская община и по­литический мир , 1954; „Хрис­тиане и атомное оружие , 1957; „Капиталистическая революция , 1974 и др.) Г. пытается осмыс­лить с позиций христ. вероуче­ния проблемы этики, совр. куль­туры, соц. жизни и политики. Теологич. концепции Г. близки к учению К. Барта.

ГОЛЬДЦИЕР Игнац (1850-1921) - венг. исламовед. Подверг науч.-критич. анализу сунну как историч. источник, доказал позд­нее происхождение мн. хадисов и отметил в них заимствования из др. религий. В трудах Г. со­держится богатый конкр. матери­ал, почерпнутый из араб, источни­ков, к-рый представляет большую ценность и для совр. исламоведения. Однако, будучи идеалистом, Г. рассматривал ислам лишь как результат развития идей и религ.-правовых институтов в отрыве от соц.-экономич. условий. Нек-рые работы Г. были переведены на рус. язык: „Ислам (СПб, 1911), „Культ святых в исламе (М., 1938) и др.

ГОМИЛЕТИКА - см. Богословие.

ГОР - др.-егип. бог света и Солн­ца. Покровитель власти фараонов, к-рые считались его земным воп­лощением.

ГОРЬКИЙ Максим (псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868-1936) - великий рус. пи­сатель, „крупнейший представи­тель пролетарского искусства (В.И.Ленин), родоначальник лит-ры социалистич. реализма, атеист. В основе взглядов Г. ле­жало признание закономерности развития об-ва, решающей роли народных масс в историч. про­цессе. В ранних произведениях („Макар Чудра , „Челкаш , „Ста­руха Изергиль , „Песня о Соко­ле , „Песня о Буревестнике ) призывал к борьбе против цариз­ма, к ниспровержению старого мира, воспевал людей гордых и смелых. В романе „Мать Г. впервые показал пролетариат как самостоят, революц. силу, способ­ную к социалистич. переустрой­ству об-ва. Вскрывая пороки эксплуатат. строя, Г. разоблачал правосл. церковь, религ. сектантство („Жизнь Матвея Кожемякина , „Трое , „Жизнь Клима Самгина и др.). В 1909-1910 Г. увлекся идеей богостроительства (повесть „Исповедь ), но под влиянием В. И. Ленина, самой революц. дей­ствительности преодолел свои заб­луждения. В худож. произведе­ниях и публицистич. статьях Г. разоблачал „позорную, злую и бес­человечную роль религии. В 1929 на II Всесоюз. съезде Союза во­инств, безбожников произнес речь, в к-рой призывал к усилению науч.-атеистич. воспитания, обра­щая внимание на разоблачение христ. проповеди любви.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ,     иоанниты - члены католич. рыцарского мона­шеского ордена, основанного в нач. 12 в. в Палестине в период крест, походов. Название - от гос­питаля (от лат. hospitalia - гос­теприимство) св. Иоанна (дома для паломников) в Иерусалиме - первонач. резиденции ордена. В 1530-1798 резиденция ордена перемещается на о-в Мальта, и Г. становятся известны также под названием рыцарей Мальтийск. ор­дена. С 1834 резиденция Г. - в Ри­ме. В наст. вр. орден объединяет преимущественно представителей аристократии. Деятельность Г. носит реакц. политич. характер.

ГОСТИИ (от лат. hostia - жерт­ва), облатки - небольшие круг­лые пресные лепешки из пшенич­ной муки, обычно с изображе­нием агнца или креста как сим­волов страдания Иисуса Христа, употребляемые для причащения в католич. (с 12 в.) и лютеран, церквах.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - религ. орг-ция, господств, положение к-рой в той или иной стране закреплено законодатель­ными актами. Офиц. признание определенной вероисповед. орг-ции. Г. ц. содержится в конститу­циях 43 гос-в. Г. ц. принимает участие в решении важнейших гос. вопросов, полностью или частично содержится за счет гос-ва, поль­зуется большими привилегиями, чем др. религ. орг-ции. В дореволюц. России Г. ц. являлась правосл. церковь, к-рая была, по сло­вам В. И. Ленина, „в крепост­ной зависимости от государства (т. 12, с. 144) и официально именовалась „духовным ведом­ством . Сов. законодательство ликвидировало Г. ц., предоставив всем религ. орг-циям равные пра­ва и гарантировав сов. гражданам свободу совести.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ. В клас.-антагонистич. об-ве Г. - осн. орудие политич. власти. В наше время оно исполь­зует в интересах монополистич. буржуазии целую систему обществ, взглядов и идей, в т, ч. рели­гию. Р., будучи идсалистич. миро­воззрением, противостоящим на­уч.-материалистич.,  является  од­ним из элементов соц. структуры, идеологией буржуазии, выступает в качестве защитника существую­щего строя, неприкосновенности „св. частной собственности , сох­ранения клас. неравенства и экс­плуатации   человека  человеком. Р. обладает способностью приспо­сабливаться к изменяющейся дей­ствительности, к обществ.-историч. сдвигам, к разным типам гос-ва: абсолютист, монархии, конституционно-монархич., бурж.-республикан.,    тоталитарно-фашист. Так, „социальные принципы христиан­ства,   -   отмечал   К. Маркс,   - оправдывали   античное   рабство, превозносили средневековое кре­постничество и умеют также, в слу­чае нужды, защищать, хотя и с жал­кими ужимками, угнетение про­летариата    (т.  4, с.  204).  Од­нако религия - это не только идео­логия, но и орг-ция - церковь, к-рая находится в определенных отношениях с гос-вом. В бурж. об-ве Р. и церковь являются опо­рой и орудием господств, классов, средством  духовного порабоще­ния трудящихся. С т. зр. право­вого положения религии и церкви в об-ве в наст. вр. имеются 3 кате­гории  бурж.   гос-в:  гос-ва,  где есть гос. офиц. или господств, религия и церковь (в Англии - англиканская, в Испании, Боли­вии, Италии и др. — католиче­ская, во мн. странах Бл. и Ср. Востока (Иран, Кувейт и др.) - ислам, в   Таиланде   -  буддизм. и т.д.); гос-ва, к-рые ограничи­ваются признанием формального равенства религий и церквей без отделения церкви от гос-ва (ФРГ, Австрия, Перу, Япония и др.); гос-ва, в к-рых церковь формаль­но отделена от гос-ва (США, Фран­ция  и  др.).  Отношения  между совр. гос-вами и церковью имеют сложный характер. Они не всегда сводятся к открытому и безуслов­ному подчинению последней пер­вому.  Мн. церкви за последние годы модифицировали свои соц. доктрины,  пытаются демонстри­ровать свою независимость от гос.власти. Да и сами бурж. гос-ва по-разному относятся к религ. орг-циям, декларируя порой свою эмансипацию от церкви. Откры­тый, а в нек-рых странах скрытый союз гос-ва и церкви обусловлен рядом обстоятельств: самой сущ­ностью бурж. строч, нуждающего­ся, как писал В. И. Ленин, в выпол­нении 2 функций: функции палача, к-рую выполняет особый гос. ап­парат принуждения, и функции попа, оправдывающего, как это обычно делают религ. орг-ции, эксплуатат. порядки; общностью экономич., политич. и идеологич. интересов гос-ва и церкви; связью клас. интересов совр. монопо-листич. капитала с религ. орг-циями. Совр. церковь, хотя и поте­ряла многие свои привилегии и особые права, но, связанная с гос­подств, классами и поныне, выпол­няет важные политич., правовые и идеологич. функции, поддержи­вает бурж. Г. в его усилиях по укреплению диктатуры монопо-листич. капитала, активно участву­ет в антикоммунистич. и антисов. пропаганде. В СССР церковь отде­лена от гос-ва, а школа от церкви. Церковь осуществляет лишь религ. функции в духе своего вероуче­ния, канонич. требований и тра­диций, учитывая при этом требо­вания законодательства сов. о культах

ГРАФ Генрих Карл (1815-1869) - нем. исследователь Биб­лии. Опираясь на работы Фатке и Рейсса, Г. установил, что самым поздним элементом Пятикнижия, созданным и включенным в канон после вавилон. плена, является т. н. Старший элохист. Тем самым подрывалась церк. версия о поряд­ке происхождения книг Ветхого завета, т. к. выяснилось, что, воп­реки ей, Пятикнижие создано пос­ле историч. и пророч. книг. На результаты исследований Г. непо­средственно опирался Вельхаузен.

ГРАЦИИ - лат. наименование греч. богинь - харит.

ГРЕХ - по религ. представле­ниям, нарушение божеств, предпи­саний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внеш­них злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире. Эта мистификация этич. категории вины призвана страхом ответ­ственности перед сверхъестеств. силами удержать верующего чело­века в жестких рамках мораль­ных установок той или иной рели­гии. Теоретически к Г. относится лишь несоблюдение определенных религ.-церк. норм, устанавливае­мых каждой конфессией в соот­ветствии со своими интересами и выдаваемых за данные свыше. Но практически понятие Г. духо­венство всех религий распростра­нило и на нерелиг. сферы жизни, отнеся к нему любое деяние, про­тиворечащее интересам господств, классов эксплуатат. об-ва. Так, напр., по вероучению Рус. правосл. церкви, Г. считалось сомнение в богоустановленности царской власти, отказ видеть в царях по­мазанников божиих, покушение на частную собственность, осуж­дение эксплуатации человека чело­веком, пропаганда идей соц. равен­ства и т. п. Такое расширитель­ное толкование Г. давало воз­можность духовенству объявлять Г. все то, что противоречит гос­подств, в об-ве клас. морали, получившей религ.-церк. санкцию. Называя Г. все ей неугодное, церковь получила возможность манипулировать сознанием и по­ведением верующих в соответст­вии с ее собств. интересами - на­страивать их враждебно по отно­шению ко всему тому, что пред­ставляется духовенству предосу­дительным.

ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВО­РОДНЫЙ ГРЕХ - по веровани­ям иудеев и христиан, наруше ние первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсо­лют, повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не толь­ко их самих, но и всего их потом­ства. Это наказание выразилось в том, что за свое ослушание Адам и Ева изгнаны богом из рая, об­речены: Адам - на труд ,,в поте лица , а Ева - на рождение де­тей „в болезнях ; была проклята земля и все живущие на ней; болезнь и смерть стали всеоб­щим уделом. Ответственность за Г. прародителей перешла на все будущие поколения людей, к-рые освобождаются от первород. греха лишь в таинстве крещения. Релит, цель учения о Г. - снять ответст­венность за существующее в мире зло с создавшего мир бога, воз­ложив ее на человека. А утверж­дением, будто последствия Г. мо­гут быть преодолены только при посредстве церкви, духовенство стремится всецело подчинить ве­рующих своему влиянию. Глубо­ко реакционен соц. смысл этого учения — перенесение вины за вес обществ, несчастья, переживаемые трудящимися в условиях эксплуа-тат. строя, на несовершенство че-ловеч. природы, ее испорченность первород. грехом.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (ок. 330 - ок. 390) - один из отцов церкви, видный представи­тель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов, фрагменты из к-рых вошли в состав церк. пес­нопения.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394) - церк. писатель, бого­слов и философ, представитель греч. патристики, активный про­тивник арианства. Г. Н. участвовал в разработке Символа веры, оказалзаметное влияние на разработ­ку христ. догматики, на формиро­вание символич. экзегетики.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359) - визант. богослов, система­тизатор мистич. учений о единстве человека и бога, получивших наз­вание исихазма (от греч. hesychia - покой, молчание, отрешен­ность). Бог рассматривается аб­солютно непознаваемым в своей сущности и познаваемым только по проявлению своей благодати. Только на этой основе возн. у че­ловека возможность общения с бо­гом. Внес значит. вклад в разра­ботку и формулирование осн. положений христ. (правосл.) дог­матики, экзегетики, антропологии.

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. правосл. церквей. По сравнению с др. правосл. церквами имеет нек-рые отличия в литургич. пра­вилах, собств. религ. праздники. Организац. оформление Г. п. ц. связано с распространением хрис­тианства в Грузии в нач. 4 в. и объ­явлением его гос. религией в Картли (центр, часть Грузии). До 5 в. во главе груз, церкви, подчи­нявшейся Антиохийскому патри­арху, стоял архиепископ, в 487 после провозглашения автокефа­лии ее возглавил католикос. С 11 в. глава Г. п. ц. стал назы­ваться католикосом-патриархом. После добровольного присоедине­ния Грузии к России Г. п. ц. вошлa в состав Рус. правосл. церкви на правах экзархата (1811). В ре­зультате реорганизации церк. уп­равления Г. п. ц. превратилась в од­но из учреждений, осуществляв­ших колониальную политику ца­ризма. После Февральской рево­люции груз, духовенство, упразд­нив экзархат и избрав католикоса-патриарха, провозгласило автокефальность. Разрыв Г. п. ц. с Рус. правосл. церковью продолжался до кон. 1943, когда Синод Рус. правосл. церкви признал автоке­фалию Г. п. ц. В наст. вр. Г. п. ц. имеет 15 епархий на территории Груз. ССР. Занимает лояльные позиции по отношению к Сов. гос-ву.

ГРУППА  РЕЛИГИОЗНАЯ – см. Объединения религиозные.

ГУГЕНОТЫ - приверженцы каль­винизма во Франции в 16-18 вв. Название huguenots происходит от нем. слова Eidgenossen - объ­единенные клятвенным союзом. Выражали интересы буржуазии, ремесленников и части дворянства Юга и Юго-Запада Франции, не­довольных королевской централи-заторской политикой и засильем католич. церкви.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) - со­вокупность идей и взглядов, выд­вигающих на первый план челове­ка, требующих уважения его достоинства, любви к нему и созда­ния необходимых условий для гармонии, и всесторон. развития человеч. личности, провозглашаю­щих жизнь человека высочайшей ценностью. Гуманистич. идеи выд­вигались и пропагандировались передовыми мыслителями Др. Ки­тая, Индии, но особенно ярко про­явились они в философии, искус­стве и лит-ре Др. Греции и Рима. Таковы идеи о человеке как „ве­ликом чуде , „микрокосме , о его самоценности, цельности и гармо­нии. Христианство принесло с со­бой представление о человеке, в корне противоположное антич­ному (см. Гуманизм христ.). Сво­им учением о воплощении бога в человека оно, казалось бы, вы­соко подняло достоинство чело­века. В то же время человек в христианстве отягощен первород. грехом и потому нуждается в искуплении, он обязан пребы­вать в смирении и жить надеждой на царство небесное. К. Маркс отмечал, что в христианстве чув­ство человеч. достоинства окон­чат, „растворилось в обманчивом мареве царства небесного (Соч., т. 1, с. 373). Если в первонач. христианстве в мистифицирован­ной форме еще присутствовали нек-рые гуманистич. и демократич. идеи (напр., мечты о соц. освобождении, о равенстве и брат­стве, человеч. отношениях, осно­ванных на любви, и др.), то в иде­ологии ср.-век. католицизма на первый план выдвинулись идеи греховности и ничтожества чело­века, его полной зависимости от милости божьей, заслужить к-рую можно лишь при посредничестве церкви Христовой. В противовес подавлению личности диктатурой церкви гуманисты эпохи Возрож­дения (14-16 вв.) - Петрарка, Л. Балла, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский и др., выра­жая интересы молодой буржуазии в ее борьбе против феодализма и католич. церкви, видели в че­ловеке свободную и самоценную личность, утверждали достоинство человека, обладающего естеств. стремлением к добру, находяще­гося в активном, деятельном от­ношении к миру. Стремясь обосновать мировоззрение раннего бурж. Г., они апеллировали не только к античной традиции, но и к раннему христианству, к пред­ставлениям о человеке как образе и подобии бога. Гуманисты Воз­рождения приравнивали человека к богу, чтобы возвысить его. Т. о., они стремились оправдать сущест­вование человека и его земной деятельности, обосновать их са­мостоят, значение и ценность, а это в конечном счете вело к раз­рыву с трансцендентными ценно­стями, к освобождению от бога. Высш. этап развития бурж. Г. свя­зан с идеологией франц. просве­тителей (Вольтер), с франц. ма­териализмом 18 в. (Дидро, Голь­бах, Гельвеции), с филос. учени­ем Л. Фейербаха. У последних идеи Г. и атеизма были слиты воедино. Борьба бурж. Г. против религии и господств, церкви име­ла прогрес. значение, идейно под­готовив бурж. революции. В то же время бурж. Г. были присущи абстрактный характер, связанный с представлением о „вечной и неиз­менной природе человека , оправ­дание частной собственности, ин­дивидуализма. Марксистский Г., рассматривая сущность человека как совокупность обществ, отно­шений, выступает как реальный гуманизм, тесно связывающий осу­ществление гуманистич. идеалов с уничтожением всех форм соц. и духовного отчуждения чело­века, с ликвидацией частной соб­ственности и эксплуатации. „Кри­тика религии завершается уче­нием, что человек - высшее су­щество для человека, заверша­ется, следовательно, категоричес­ким императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является уни­женным, порабощенным, беспо­мощным, презренным существом (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). Соединив Г. с материа­лизмом и атеизмом, марксизм за­нимает принципиальную позицию в отношении религии, вскрывает ее антигуманную сущность. Но марксистский Г. не останавли­вается на утверждении бытия че­ловека посредством отрицания бы­тия бога, а идет дальше, стремится создать такие условия жизни людей, при к-рых „каждый полу­чит возможность свободно разви­вать свою человеческую природу, жить со своими ближними в че­ловеческих отношениях... (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554). В развитом социалистич. об-ве принципы Г. пронизывают все сфе­ры обществ, отношений, идеоло­гию, мораль. Г. является неотъем­лемым элементом социалистич. образа жизни. Учитывая, что в совр. мире борьба за осуществление идеалов Г., связанная с предотвра­щением термоядерной войны, с озабоченностью судьбами чело­вечества перед лицом экологич. и энергетич. кризисов, с противо­действием проискам империалистич. реакции, может выступать у части верующих и духовенства в религ. оболочке, коммунисты выступают за сотрудничество с эти­ми людьми в решении глобальных проблем современности.

ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - разновидность христ. идеологии и религ. антропологии. Склады­вается во вт. пол. 19 в. как резуль­тат союза буржуазии и церкви перед лицом растущего революц. движения, как следствие отказа буржуазии от некогда свойствен­ного ей материализма и атеизма, с одной стороны, и обуржуази-вания христ. церквей, ее попыток соединить бурж. гуманизм с хри­стианством - с другой. Идеологи Г. х. утверждают, что учение Хри­ста преисполнено наивысш. гума­низма, т. к., во-первых, оно при­знает не зависимую ни от каких соц. условий духовную ценность человеч. личности, созданной по образу и подобию бога; во-вто­рых, оно провозглашает нравств. нормы и добродетели, проникну­тые высш. человечностью (мило­сердие, любовь к ближнему, со­страдание, всепрощение), и, в-тре­тьих, утверждает, что соц., нравств. и культурн. совершенствование об-ва должно опираться на христ. принципы. Идеи Г. х. по-разному понимаются и используются раз­личными группировками и тече­ниями в совр. христианстве. Ка­толич.  теологи   консервативного толка с позиций Г. х. обрушива­ются на „атеистич. гуманизм и материализм, в то время как Тейяр де Шарден, а вслед за ним и „левые католики заявляют, что прославлять бога - это зна­чит „не презирать земные вещи во имя бога , а силами своего ума и труда „совершенствовать созданный богом мир . Предста­вители диалектич. теологии (К. Барт, Р. Бультман и др.) от­рицают само понятие Г. х., ут­верждая, что между миром бога и миром человека нет ничего общего, тогда как прогрессивно настроенные протест, деятели (X. Джонсон, Э. Фукс и др.) стре­мятся с христ. позиций оправ­дать коммунистич.-гуманистич. идеалы. На позициях Г. х. стоят богословы правосл. церкви в СССР, идеологи еван. христиан-баптистов и др.

ГУРЕВ Григорий Абрамович (1891-1978) - сов. философ, активный пропагандист атеизма, автор ряда книг по истории рели­гии и атеизма. Осн. работы: „Ве­ликий конфликт (1965), „Исто­рия одного заблуждения (1970), „Чарльз Дарвин и атеизм (1975).

ГУРИИ, хурии (араб. - черно­окие) - в исламе - девы, услаж­дающие праведников в раю.

ГУС Ян (1371-1415) - идеолог чеш. Реформации. С 1398 - проф., в 1402-1403, 1409-1410 - ректор Пражского (Карлова) ун-та, одно­временно проповедник в Вифлеем­ской часовне в Праге. В своих проповедях Г. обличал католич. духовенство, осуждал симонию, торговлю индульгенциями, требо­вал коренной реформы церкви по образцу раннехрист. общин. Открыто объявил себя сторон­ником Уиклифа. Г. считал, что сохранение власти в руках гос­подств, классов допустимо только при условии соблюдения ими, как и каждым человеком, „закона божьего . При его нарушении под­данные имеют право и даже обя­заны выйти из повиновения. Ре­форму церкви и об-ва Г. предпо­лагал осуществить с помощью королевской власти. В кон. 1414 Г. был осужден как еретик Конетанцеким церк. собором и сожжен. Учение Г. послужило идеология, основой движения гуситов.

ГУСИТЫ - участники антифеод, нац.-освободит. движения в Чехии, последователи Яна Гуса. Соц. сос­тав Г. - крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. Г. выступи­ли с требованием секуляризации церк. владений, ослабления поли-тич. влияния католич. церкви. Против католич. духовенства бы­ло направлено требование Г. прича­щать мирян не только хлебом, но и вином из чаши, что было привилегией духовенства. Пестро­та соц. состава Г. обусловила их деление на 2 лагеря. Бюргерский лагерь, или чашники, выдвинул умеренную программу, сводив­шуюся к требованию „дешевой церкви , расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию нем. феодалов. Крестьянско-плебейский лагерь, или табориты, выдвинул более радикаль­ную антифеод, программу. Като­лич. церковь после неудачных крест, походов против Г. столк­нула   чашников   с   таборитами; в 1434 табориты были разбиты. Движение Г. расшатало устои католич. церкви и феодализма, способствовало подъему чеш. культуры.

ГУТТЕН Ульрих, фон (1488-1523) - нем. гуманист. Г. при­надлежат обличительные соч. про­тив папства в духе идей Рефор­мации, Он выступал против ин­дульгенций, вслед за Эразмом Роттердамским доказывал само­стоятельность человеч. разума в процессе мышления. В сатире „Письма темных людей , одним из авторов к-рой был Г., содер­жались призывы к нем. об-ву и Лютеру выступить против пап­ства. Ф. Энгельс назвал Г. теоретич. представителем нем. дворян­ства.

ГЮЙО Жан Мари (1854-1888) - фр. философ-позитивист. В рели­гии Г. видел фантастич. объясне­ние окружающего мира по анало­гии с человеч. об-вом. Религия, по Г., изменяется вместе с эволюцией об-ва и в будущем исчезнет. Од­нако Г. считал возможным рас­пространение новой религии, осно­ванной на высш. эмоциях.

ГЯУР - то же, что Кафир.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Словарь Атеиста:

МАВ - МАУ

„MA , или „пять ма — объекты почитания в тантризме: мадья (вино), манса (мясо) , матсья (ры­ба) , мудра (жареная пшеница) и майтхуна (половое сношение). МАВЛЮД (араб. - рождение; мавлюд ан На...

Авторизация



Движение атеизма:

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...