Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ГОЛ - ГЯУ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789) - франц. философ-материа­лист, воинств, атеист. Осн. соч. -„Система природы (1770), в к-ром Г. обобщил и системати­зировал воззрения метафизич. и механистич. материализма 18 в.

Активно участвовал в подготовке и издании „Энциклопедии . Перу Г. принадлежит ряд выдающихся атеистич. произведений: „Разоб­лаченное христианство (1761), „Карманное богословие (1768), „Священная зараза (1768), „Письма к Евгении (1768), „Здравий смысл (1772) и др. Подверг остроумной критике поч­ти все стороны религ. мировоз­зрения и церк. деятельности: по­казал несостоятельность идеи бо­га, мифа о божеств, сотворении мира из ничего, церк. учения о бессмертии души, нелепость церк. таинств и обрядов, реакц. сущность религ. морали. Сильной стороной атеизма Г. было то, что он сумел показать религию и цер­ковь как орудие угнетения наро­да феод, гос-вом, дворянством и духовенством. За свои атеистич. взгляды постоянно подвергался гонениям; „Система природы по решению парламента была пуб­лично сожжена, его работы вно­сились католич. церковью в Ин­декс запрещенных книг. Несмот­ря на просветит, характер и ис-торич. ограниченность, творчест­во Г. было яркой вехой в раз­витии атеистич. идей и сохра­нило свою значимость до наших дней.

ГОЛЬВИТЦЕР Хельмут (р. 1908) - нем. протест, теолог. В своих богосл. и публицистич. соч. („Христианская община и по­литический мир , 1954; „Хрис­тиане и атомное оружие , 1957; „Капиталистическая революция , 1974 и др.) Г. пытается осмыс­лить с позиций христ. вероуче­ния проблемы этики, совр. куль­туры, соц. жизни и политики. Теологич. концепции Г. близки к учению К. Барта.

ГОЛЬДЦИЕР Игнац (1850-1921) - венг. исламовед. Подверг науч.-критич. анализу сунну как историч. источник, доказал позд­нее происхождение мн. хадисов и отметил в них заимствования из др. религий. В трудах Г. со­держится богатый конкр. матери­ал, почерпнутый из араб, источни­ков, к-рый представляет большую ценность и для совр. исламоведения. Однако, будучи идеалистом, Г. рассматривал ислам лишь как результат развития идей и религ.-правовых институтов в отрыве от соц.-экономич. условий. Нек-рые работы Г. были переведены на рус. язык: „Ислам (СПб, 1911), „Культ святых в исламе (М., 1938) и др.

ГОМИЛЕТИКА - см. Богословие.

ГОР - др.-егип. бог света и Солн­ца. Покровитель власти фараонов, к-рые считались его земным воп­лощением.

ГОРЬКИЙ Максим (псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868-1936) - великий рус. пи­сатель, „крупнейший представи­тель пролетарского искусства (В.И.Ленин), родоначальник лит-ры социалистич. реализма, атеист. В основе взглядов Г. ле­жало признание закономерности развития об-ва, решающей роли народных масс в историч. про­цессе. В ранних произведениях („Макар Чудра , „Челкаш , „Ста­руха Изергиль , „Песня о Соко­ле , „Песня о Буревестнике ) призывал к борьбе против цариз­ма, к ниспровержению старого мира, воспевал людей гордых и смелых. В романе „Мать Г. впервые показал пролетариат как самостоят, революц. силу, способ­ную к социалистич. переустрой­ству об-ва. Вскрывая пороки эксплуатат. строя, Г. разоблачал правосл. церковь, религ. сектантство („Жизнь Матвея Кожемякина , „Трое , „Жизнь Клима Самгина и др.). В 1909-1910 Г. увлекся идеей богостроительства (повесть „Исповедь ), но под влиянием В. И. Ленина, самой революц. дей­ствительности преодолел свои заб­луждения. В худож. произведе­ниях и публицистич. статьях Г. разоблачал „позорную, злую и бес­человечную роль религии. В 1929 на II Всесоюз. съезде Союза во­инств, безбожников произнес речь, в к-рой призывал к усилению науч.-атеистич. воспитания, обра­щая внимание на разоблачение христ. проповеди любви.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ,     иоанниты - члены католич. рыцарского мона­шеского ордена, основанного в нач. 12 в. в Палестине в период крест, походов. Название - от гос­питаля (от лат. hospitalia - гос­теприимство) св. Иоанна (дома для паломников) в Иерусалиме - первонач. резиденции ордена. В 1530-1798 резиденция ордена перемещается на о-в Мальта, и Г. становятся известны также под названием рыцарей Мальтийск. ор­дена. С 1834 резиденция Г. - в Ри­ме. В наст. вр. орден объединяет преимущественно представителей аристократии. Деятельность Г. носит реакц. политич. характер.

ГОСТИИ (от лат. hostia - жерт­ва), облатки - небольшие круг­лые пресные лепешки из пшенич­ной муки, обычно с изображе­нием агнца или креста как сим­волов страдания Иисуса Христа, употребляемые для причащения в католич. (с 12 в.) и лютеран, церквах.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - религ. орг-ция, господств, положение к-рой в той или иной стране закреплено законодатель­ными актами. Офиц. признание определенной вероисповед. орг-ции. Г. ц. содержится в конститу­циях 43 гос-в. Г. ц. принимает участие в решении важнейших гос. вопросов, полностью или частично содержится за счет гос-ва, поль­зуется большими привилегиями, чем др. религ. орг-ции. В дореволюц. России Г. ц. являлась правосл. церковь, к-рая была, по сло­вам В. И. Ленина, „в крепост­ной зависимости от государства (т. 12, с. 144) и официально именовалась „духовным ведом­ством . Сов. законодательство ликвидировало Г. ц., предоставив всем религ. орг-циям равные пра­ва и гарантировав сов. гражданам свободу совести.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ. В клас.-антагонистич. об-ве Г. - осн. орудие политич. власти. В наше время оно исполь­зует в интересах монополистич. буржуазии целую систему обществ, взглядов и идей, в т, ч. рели­гию. Р., будучи идсалистич. миро­воззрением, противостоящим на­уч.-материалистич.,  является  од­ним из элементов соц. структуры, идеологией буржуазии, выступает в качестве защитника существую­щего строя, неприкосновенности „св. частной собственности , сох­ранения клас. неравенства и экс­плуатации   человека  человеком. Р. обладает способностью приспо­сабливаться к изменяющейся дей­ствительности, к обществ.-историч. сдвигам, к разным типам гос-ва: абсолютист, монархии, конституционно-монархич., бурж.-республикан.,    тоталитарно-фашист. Так, „социальные принципы христиан­ства,   -   отмечал   К. Маркс,   - оправдывали   античное   рабство, превозносили средневековое кре­постничество и умеют также, в слу­чае нужды, защищать, хотя и с жал­кими ужимками, угнетение про­летариата    (т.  4, с.  204).  Од­нако религия - это не только идео­логия, но и орг-ция - церковь, к-рая находится в определенных отношениях с гос-вом. В бурж. об-ве Р. и церковь являются опо­рой и орудием господств, классов, средством  духовного порабоще­ния трудящихся. С т. зр. право­вого положения религии и церкви в об-ве в наст. вр. имеются 3 кате­гории  бурж.   гос-в:  гос-ва,  где есть гос. офиц. или господств, религия и церковь (в Англии - англиканская, в Испании, Боли­вии, Италии и др. — католиче­ская, во мн. странах Бл. и Ср. Востока (Иран, Кувейт и др.) - ислам, в   Таиланде   -  буддизм. и т.д.); гос-ва, к-рые ограничи­ваются признанием формального равенства религий и церквей без отделения церкви от гос-ва (ФРГ, Австрия, Перу, Япония и др.); гос-ва, в к-рых церковь формаль­но отделена от гос-ва (США, Фран­ция  и  др.).  Отношения  между совр. гос-вами и церковью имеют сложный характер. Они не всегда сводятся к открытому и безуслов­ному подчинению последней пер­вому.  Мн. церкви за последние годы модифицировали свои соц. доктрины,  пытаются демонстри­ровать свою независимость от гос.власти. Да и сами бурж. гос-ва по-разному относятся к религ. орг-циям, декларируя порой свою эмансипацию от церкви. Откры­тый, а в нек-рых странах скрытый союз гос-ва и церкви обусловлен рядом обстоятельств: самой сущ­ностью бурж. строч, нуждающего­ся, как писал В. И. Ленин, в выпол­нении 2 функций: функции палача, к-рую выполняет особый гос. ап­парат принуждения, и функции попа, оправдывающего, как это обычно делают религ. орг-ции, эксплуатат. порядки; общностью экономич., политич. и идеологич. интересов гос-ва и церкви; связью клас. интересов совр. монопо-листич. капитала с религ. орг-циями. Совр. церковь, хотя и поте­ряла многие свои привилегии и особые права, но, связанная с гос­подств, классами и поныне, выпол­няет важные политич., правовые и идеологич. функции, поддержи­вает бурж. Г. в его усилиях по укреплению диктатуры монопо-листич. капитала, активно участву­ет в антикоммунистич. и антисов. пропаганде. В СССР церковь отде­лена от гос-ва, а школа от церкви. Церковь осуществляет лишь религ. функции в духе своего вероуче­ния, канонич. требований и тра­диций, учитывая при этом требо­вания законодательства сов. о культах

ГРАФ Генрих Карл (1815-1869) - нем. исследователь Биб­лии. Опираясь на работы Фатке и Рейсса, Г. установил, что самым поздним элементом Пятикнижия, созданным и включенным в канон после вавилон. плена, является т. н. Старший элохист. Тем самым подрывалась церк. версия о поряд­ке происхождения книг Ветхого завета, т. к. выяснилось, что, воп­реки ей, Пятикнижие создано пос­ле историч. и пророч. книг. На результаты исследований Г. непо­средственно опирался Вельхаузен.

ГРАЦИИ - лат. наименование греч. богинь - харит.

ГРЕХ - по религ. представле­ниям, нарушение божеств, предпи­саний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внеш­них злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире. Эта мистификация этич. категории вины призвана страхом ответ­ственности перед сверхъестеств. силами удержать верующего чело­века в жестких рамках мораль­ных установок той или иной рели­гии. Теоретически к Г. относится лишь несоблюдение определенных религ.-церк. норм, устанавливае­мых каждой конфессией в соот­ветствии со своими интересами и выдаваемых за данные свыше. Но практически понятие Г. духо­венство всех религий распростра­нило и на нерелиг. сферы жизни, отнеся к нему любое деяние, про­тиворечащее интересам господств, классов эксплуатат. об-ва. Так, напр., по вероучению Рус. правосл. церкви, Г. считалось сомнение в богоустановленности царской власти, отказ видеть в царях по­мазанников божиих, покушение на частную собственность, осуж­дение эксплуатации человека чело­веком, пропаганда идей соц. равен­ства и т. п. Такое расширитель­ное толкование Г. давало воз­можность духовенству объявлять Г. все то, что противоречит гос­подств, в об-ве клас. морали, получившей религ.-церк. санкцию. Называя Г. все ей неугодное, церковь получила возможность манипулировать сознанием и по­ведением верующих в соответст­вии с ее собств. интересами - на­страивать их враждебно по отно­шению ко всему тому, что пред­ставляется духовенству предосу­дительным.

ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВО­РОДНЫЙ ГРЕХ - по веровани­ям иудеев и христиан, наруше ние первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсо­лют, повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не толь­ко их самих, но и всего их потом­ства. Это наказание выразилось в том, что за свое ослушание Адам и Ева изгнаны богом из рая, об­речены: Адам - на труд ,,в поте лица , а Ева - на рождение де­тей „в болезнях ; была проклята земля и все живущие на ней; болезнь и смерть стали всеоб­щим уделом. Ответственность за Г. прародителей перешла на все будущие поколения людей, к-рые освобождаются от первород. греха лишь в таинстве крещения. Релит, цель учения о Г. - снять ответст­венность за существующее в мире зло с создавшего мир бога, воз­ложив ее на человека. А утверж­дением, будто последствия Г. мо­гут быть преодолены только при посредстве церкви, духовенство стремится всецело подчинить ве­рующих своему влиянию. Глубо­ко реакционен соц. смысл этого учения — перенесение вины за вес обществ, несчастья, переживаемые трудящимися в условиях эксплуа-тат. строя, на несовершенство че-ловеч. природы, ее испорченность первород. грехом.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (ок. 330 - ок. 390) - один из отцов церкви, видный представи­тель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов, фрагменты из к-рых вошли в состав церк. пес­нопения.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394) - церк. писатель, бого­слов и философ, представитель греч. патристики, активный про­тивник арианства. Г. Н. участвовал в разработке Символа веры, оказалзаметное влияние на разработ­ку христ. догматики, на формиро­вание символич. экзегетики.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359) - визант. богослов, система­тизатор мистич. учений о единстве человека и бога, получивших наз­вание исихазма (от греч. hesychia - покой, молчание, отрешен­ность). Бог рассматривается аб­солютно непознаваемым в своей сущности и познаваемым только по проявлению своей благодати. Только на этой основе возн. у че­ловека возможность общения с бо­гом. Внес значит. вклад в разра­ботку и формулирование осн. положений христ. (правосл.) дог­матики, экзегетики, антропологии.

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. правосл. церквей. По сравнению с др. правосл. церквами имеет нек-рые отличия в литургич. пра­вилах, собств. религ. праздники. Организац. оформление Г. п. ц. связано с распространением хрис­тианства в Грузии в нач. 4 в. и объ­явлением его гос. религией в Картли (центр, часть Грузии). До 5 в. во главе груз, церкви, подчи­нявшейся Антиохийскому патри­арху, стоял архиепископ, в 487 после провозглашения автокефа­лии ее возглавил католикос. С 11 в. глава Г. п. ц. стал назы­ваться католикосом-патриархом. После добровольного присоедине­ния Грузии к России Г. п. ц. вошлa в состав Рус. правосл. церкви на правах экзархата (1811). В ре­зультате реорганизации церк. уп­равления Г. п. ц. превратилась в од­но из учреждений, осуществляв­ших колониальную политику ца­ризма. После Февральской рево­люции груз, духовенство, упразд­нив экзархат и избрав католикоса-патриарха, провозгласило автокефальность. Разрыв Г. п. ц. с Рус. правосл. церковью продолжался до кон. 1943, когда Синод Рус. правосл. церкви признал автоке­фалию Г. п. ц. В наст. вр. Г. п. ц. имеет 15 епархий на территории Груз. ССР. Занимает лояльные позиции по отношению к Сов. гос-ву.

ГРУППА  РЕЛИГИОЗНАЯ – см. Объединения религиозные.

ГУГЕНОТЫ - приверженцы каль­винизма во Франции в 16-18 вв. Название huguenots происходит от нем. слова Eidgenossen - объ­единенные клятвенным союзом. Выражали интересы буржуазии, ремесленников и части дворянства Юга и Юго-Запада Франции, не­довольных королевской централи-заторской политикой и засильем католич. церкви.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) - со­вокупность идей и взглядов, выд­вигающих на первый план челове­ка, требующих уважения его достоинства, любви к нему и созда­ния необходимых условий для гармонии, и всесторон. развития человеч. личности, провозглашаю­щих жизнь человека высочайшей ценностью. Гуманистич. идеи выд­вигались и пропагандировались передовыми мыслителями Др. Ки­тая, Индии, но особенно ярко про­явились они в философии, искус­стве и лит-ре Др. Греции и Рима. Таковы идеи о человеке как „ве­ликом чуде , „микрокосме , о его самоценности, цельности и гармо­нии. Христианство принесло с со­бой представление о человеке, в корне противоположное антич­ному (см. Гуманизм христ.). Сво­им учением о воплощении бога в человека оно, казалось бы, вы­соко подняло достоинство чело­века. В то же время человек в христианстве отягощен первород. грехом и потому нуждается в искуплении, он обязан пребы­вать в смирении и жить надеждой на царство небесное. К. Маркс отмечал, что в христианстве чув­ство человеч. достоинства окон­чат, „растворилось в обманчивом мареве царства небесного (Соч., т. 1, с. 373). Если в первонач. христианстве в мистифицирован­ной форме еще присутствовали нек-рые гуманистич. и демократич. идеи (напр., мечты о соц. освобождении, о равенстве и брат­стве, человеч. отношениях, осно­ванных на любви, и др.), то в иде­ологии ср.-век. католицизма на первый план выдвинулись идеи греховности и ничтожества чело­века, его полной зависимости от милости божьей, заслужить к-рую можно лишь при посредничестве церкви Христовой. В противовес подавлению личности диктатурой церкви гуманисты эпохи Возрож­дения (14-16 вв.) - Петрарка, Л. Балла, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский и др., выра­жая интересы молодой буржуазии в ее борьбе против феодализма и католич. церкви, видели в че­ловеке свободную и самоценную личность, утверждали достоинство человека, обладающего естеств. стремлением к добру, находяще­гося в активном, деятельном от­ношении к миру. Стремясь обосновать мировоззрение раннего бурж. Г., они апеллировали не только к античной традиции, но и к раннему христианству, к пред­ставлениям о человеке как образе и подобии бога. Гуманисты Воз­рождения приравнивали человека к богу, чтобы возвысить его. Т. о., они стремились оправдать сущест­вование человека и его земной деятельности, обосновать их са­мостоят, значение и ценность, а это в конечном счете вело к раз­рыву с трансцендентными ценно­стями, к освобождению от бога. Высш. этап развития бурж. Г. свя­зан с идеологией франц. просве­тителей (Вольтер), с франц. ма­териализмом 18 в. (Дидро, Голь­бах, Гельвеции), с филос. учени­ем Л. Фейербаха. У последних идеи Г. и атеизма были слиты воедино. Борьба бурж. Г. против религии и господств, церкви име­ла прогрес. значение, идейно под­готовив бурж. революции. В то же время бурж. Г. были присущи абстрактный характер, связанный с представлением о „вечной и неиз­менной природе человека , оправ­дание частной собственности, ин­дивидуализма. Марксистский Г., рассматривая сущность человека как совокупность обществ, отно­шений, выступает как реальный гуманизм, тесно связывающий осу­ществление гуманистич. идеалов с уничтожением всех форм соц. и духовного отчуждения чело­века, с ликвидацией частной соб­ственности и эксплуатации. „Кри­тика религии завершается уче­нием, что человек - высшее су­щество для человека, заверша­ется, следовательно, категоричес­ким императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является уни­женным, порабощенным, беспо­мощным, презренным существом (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). Соединив Г. с материа­лизмом и атеизмом, марксизм за­нимает принципиальную позицию в отношении религии, вскрывает ее антигуманную сущность. Но марксистский Г. не останавли­вается на утверждении бытия че­ловека посредством отрицания бы­тия бога, а идет дальше, стремится создать такие условия жизни людей, при к-рых „каждый полу­чит возможность свободно разви­вать свою человеческую природу, жить со своими ближними в че­ловеческих отношениях... (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554). В развитом социалистич. об-ве принципы Г. пронизывают все сфе­ры обществ, отношений, идеоло­гию, мораль. Г. является неотъем­лемым элементом социалистич. образа жизни. Учитывая, что в совр. мире борьба за осуществление идеалов Г., связанная с предотвра­щением термоядерной войны, с озабоченностью судьбами чело­вечества перед лицом экологич. и энергетич. кризисов, с противо­действием проискам империалистич. реакции, может выступать у части верующих и духовенства в религ. оболочке, коммунисты выступают за сотрудничество с эти­ми людьми в решении глобальных проблем современности.

ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - разновидность христ. идеологии и религ. антропологии. Склады­вается во вт. пол. 19 в. как резуль­тат союза буржуазии и церкви перед лицом растущего революц. движения, как следствие отказа буржуазии от некогда свойствен­ного ей материализма и атеизма, с одной стороны, и обуржуази-вания христ. церквей, ее попыток соединить бурж. гуманизм с хри­стианством - с другой. Идеологи Г. х. утверждают, что учение Хри­ста преисполнено наивысш. гума­низма, т. к., во-первых, оно при­знает не зависимую ни от каких соц. условий духовную ценность человеч. личности, созданной по образу и подобию бога; во-вто­рых, оно провозглашает нравств. нормы и добродетели, проникну­тые высш. человечностью (мило­сердие, любовь к ближнему, со­страдание, всепрощение), и, в-тре­тьих, утверждает, что соц., нравств. и культурн. совершенствование об-ва должно опираться на христ. принципы. Идеи Г. х. по-разному понимаются и используются раз­личными группировками и тече­ниями в совр. христианстве. Ка­толич.  теологи   консервативного толка с позиций Г. х. обрушива­ются на „атеистич. гуманизм и материализм, в то время как Тейяр де Шарден, а вслед за ним и „левые католики заявляют, что прославлять бога - это зна­чит „не презирать земные вещи во имя бога , а силами своего ума и труда „совершенствовать созданный богом мир . Предста­вители диалектич. теологии (К. Барт, Р. Бультман и др.) от­рицают само понятие Г. х., ут­верждая, что между миром бога и миром человека нет ничего общего, тогда как прогрессивно настроенные протест, деятели (X. Джонсон, Э. Фукс и др.) стре­мятся с христ. позиций оправ­дать коммунистич.-гуманистич. идеалы. На позициях Г. х. стоят богословы правосл. церкви в СССР, идеологи еван. христиан-баптистов и др.

ГУРЕВ Григорий Абрамович (1891-1978) - сов. философ, активный пропагандист атеизма, автор ряда книг по истории рели­гии и атеизма. Осн. работы: „Ве­ликий конфликт (1965), „Исто­рия одного заблуждения (1970), „Чарльз Дарвин и атеизм (1975).

ГУРИИ, хурии (араб. - черно­окие) - в исламе - девы, услаж­дающие праведников в раю.

ГУС Ян (1371-1415) - идеолог чеш. Реформации. С 1398 - проф., в 1402-1403, 1409-1410 - ректор Пражского (Карлова) ун-та, одно­временно проповедник в Вифлеем­ской часовне в Праге. В своих проповедях Г. обличал католич. духовенство, осуждал симонию, торговлю индульгенциями, требо­вал коренной реформы церкви по образцу раннехрист. общин. Открыто объявил себя сторон­ником Уиклифа. Г. считал, что сохранение власти в руках гос­подств, классов допустимо только при условии соблюдения ими, как и каждым человеком, „закона божьего . При его нарушении под­данные имеют право и даже обя­заны выйти из повиновения. Ре­форму церкви и об-ва Г. предпо­лагал осуществить с помощью королевской власти. В кон. 1414 Г. был осужден как еретик Конетанцеким церк. собором и сожжен. Учение Г. послужило идеология, основой движения гуситов.

ГУСИТЫ - участники антифеод, нац.-освободит. движения в Чехии, последователи Яна Гуса. Соц. сос­тав Г. - крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. Г. выступи­ли с требованием секуляризации церк. владений, ослабления поли-тич. влияния католич. церкви. Против католич. духовенства бы­ло направлено требование Г. прича­щать мирян не только хлебом, но и вином из чаши, что было привилегией духовенства. Пестро­та соц. состава Г. обусловила их деление на 2 лагеря. Бюргерский лагерь, или чашники, выдвинул умеренную программу, сводив­шуюся к требованию „дешевой церкви , расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию нем. феодалов. Крестьянско-плебейский лагерь, или табориты, выдвинул более радикаль­ную антифеод, программу. Като­лич. церковь после неудачных крест, походов против Г. столк­нула   чашников   с   таборитами; в 1434 табориты были разбиты. Движение Г. расшатало устои католич. церкви и феодализма, способствовало подъему чеш. культуры.

ГУТТЕН Ульрих, фон (1488-1523) - нем. гуманист. Г. при­надлежат обличительные соч. про­тив папства в духе идей Рефор­мации, Он выступал против ин­дульгенций, вслед за Эразмом Роттердамским доказывал само­стоятельность человеч. разума в процессе мышления. В сатире „Письма темных людей , одним из авторов к-рой был Г., содер­жались призывы к нем. об-ву и Лютеру выступить против пап­ства. Ф. Энгельс назвал Г. теоретич. представителем нем. дворян­ства.

ГЮЙО Жан Мари (1854-1888) - фр. философ-позитивист. В рели­гии Г. видел фантастич. объясне­ние окружающего мира по анало­гии с человеч. об-вом. Религия, по Г., изменяется вместе с эволюцией об-ва и в будущем исчезнет. Од­нако Г. считал возможным рас­пространение новой религии, осно­ванной на высш. эмоциях.

ГЯУР - то же, что Кафир.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Словарь Атеиста:

БОГ - БЕЛ

БОГОЧЕЛОВЕК - в религ. веро­учениях - бог, воплотившийся в человеке. Представления о Б. свойственны мн. религиям древно­сти и выражены в мифах об уми­рающих и воскресающих бо...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...