ГОЛ - ГЯУ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789) - франц. философ-материалист, воинств, атеист. Осн. соч. -„Система природы (1770), в к-ром Г. обобщил и систематизировал воззрения метафизич. и механистич. материализма 18 в.
Активно участвовал в подготовке и издании „Энциклопедии . Перу Г. принадлежит ряд выдающихся атеистич. произведений: „Разоблаченное христианство (1761), „Карманное богословие (1768), „Священная зараза (1768), „Письма к Евгении (1768), „Здравий смысл (1772) и др. Подверг остроумной критике почти все стороны религ. мировоззрения и церк. деятельности: показал несостоятельность идеи бога, мифа о божеств, сотворении мира из ничего, церк. учения о бессмертии души, нелепость церк. таинств и обрядов, реакц. сущность религ. морали. Сильной стороной атеизма Г. было то, что он сумел показать религию и церковь как орудие угнетения народа феод, гос-вом, дворянством и духовенством. За свои атеистич. взгляды постоянно подвергался гонениям; „Система природы по решению парламента была публично сожжена, его работы вносились католич. церковью в Индекс запрещенных книг. Несмотря на просветит, характер и ис-торич. ограниченность, творчество Г. было яркой вехой в развитии атеистич. идей и сохранило свою значимость до наших дней.
ГОЛЬВИТЦЕР Хельмут (р. 1908) - нем. протест, теолог. В своих богосл. и публицистич. соч. („Христианская община и политический мир , 1954; „Христиане и атомное оружие , 1957; „Капиталистическая революция , 1974 и др.) Г. пытается осмыслить с позиций христ. вероучения проблемы этики, совр. культуры, соц. жизни и политики. Теологич. концепции Г. близки к учению К. Барта.
ГОЛЬДЦИЕР Игнац (1850-1921) - венг. исламовед. Подверг науч.-критич. анализу сунну как историч. источник, доказал позднее происхождение мн. хадисов и отметил в них заимствования из др. религий. В трудах Г. содержится богатый конкр. материал, почерпнутый из араб, источников, к-рый представляет большую ценность и для совр. исламоведения. Однако, будучи идеалистом, Г. рассматривал ислам лишь как результат развития идей и религ.-правовых институтов в отрыве от соц.-экономич. условий. Нек-рые работы Г. были переведены на рус. язык: „Ислам (СПб, 1911), „Культ святых в исламе (М., 1938) и др.
ГОМИЛЕТИКА - см. Богословие.
ГОР - др.-егип. бог света и Солнца. Покровитель власти фараонов, к-рые считались его земным воплощением.
ГОРЬКИЙ Максим (псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868-1936) - великий рус. писатель, „крупнейший представитель пролетарского искусства (В.И.Ленин), родоначальник лит-ры социалистич. реализма, атеист. В основе взглядов Г. лежало признание закономерности развития об-ва, решающей роли народных масс в историч. процессе. В ранних произведениях („Макар Чудра , „Челкаш , „Старуха Изергиль , „Песня о Соколе , „Песня о Буревестнике ) призывал к борьбе против царизма, к ниспровержению старого мира, воспевал людей гордых и смелых. В романе „Мать Г. впервые показал пролетариат как самостоят, революц. силу, способную к социалистич. переустройству об-ва. Вскрывая пороки эксплуатат. строя, Г. разоблачал правосл. церковь, религ. сектантство („Жизнь Матвея Кожемякина , „Трое , „Жизнь Клима Самгина и др.). В 1909-1910 Г. увлекся идеей богостроительства (повесть „Исповедь ), но под влиянием В. И. Ленина, самой революц. действительности преодолел свои заблуждения. В худож. произведениях и публицистич. статьях Г. разоблачал „позорную, злую и бесчеловечную роль религии. В 1929 на II Всесоюз. съезде Союза воинств, безбожников произнес речь, в к-рой призывал к усилению науч.-атеистич. воспитания, обращая внимание на разоблачение христ. проповеди любви.
ГОСПИТАЛЬЕРЫ, иоанниты - члены католич. рыцарского монашеского ордена, основанного в нач. 12 в. в Палестине в период крест, походов. Название - от госпиталя (от лат. hospitalia - гостеприимство) св. Иоанна (дома для паломников) в Иерусалиме - первонач. резиденции ордена. В 1530-1798 резиденция ордена перемещается на о-в Мальта, и Г. становятся известны также под названием рыцарей Мальтийск. ордена. С 1834 резиденция Г. - в Риме. В наст. вр. орден объединяет преимущественно представителей аристократии. Деятельность Г. носит реакц. политич. характер.
ГОСТИИ (от лат. hostia - жертва), облатки - небольшие круглые пресные лепешки из пшеничной муки, обычно с изображением агнца или креста как символов страдания Иисуса Христа, употребляемые для причащения в католич. (с 12 в.) и лютеран, церквах.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - религ. орг-ция, господств, положение к-рой в той или иной стране закреплено законодательными актами. Офиц. признание определенной вероисповед. орг-ции. Г. ц. содержится в конституциях 43 гос-в. Г. ц. принимает участие в решении важнейших гос. вопросов, полностью или частично содержится за счет гос-ва, пользуется большими привилегиями, чем др. религ. орг-ции. В дореволюц. России Г. ц. являлась правосл. церковь, к-рая была, по словам В. И. Ленина, „в крепостной зависимости от государства (т. 12, с. 144) и официально именовалась „духовным ведомством . Сов. законодательство ликвидировало Г. ц., предоставив всем религ. орг-циям равные права и гарантировав сов. гражданам свободу совести.
ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ. В клас.-антагонистич. об-ве Г. - осн. орудие политич. власти. В наше время оно использует в интересах монополистич. буржуазии целую систему обществ, взглядов и идей, в т, ч. религию. Р., будучи идсалистич. мировоззрением, противостоящим науч.-материалистич., является одним из элементов соц. структуры, идеологией буржуазии, выступает в качестве защитника существующего строя, неприкосновенности „св. частной собственности , сохранения клас. неравенства и эксплуатации человека человеком. Р. обладает способностью приспосабливаться к изменяющейся действительности, к обществ.-историч. сдвигам, к разным типам гос-ва: абсолютист, монархии, конституционно-монархич., бурж.-республикан., тоталитарно-фашист. Так, „социальные принципы христианства, - отмечал К. Маркс, - оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата (т. 4, с. 204). Однако религия - это не только идеология, но и орг-ция - церковь, к-рая находится в определенных отношениях с гос-вом. В бурж. об-ве Р. и церковь являются опорой и орудием господств, классов, средством духовного порабощения трудящихся. С т. зр. правового положения религии и церкви в об-ве в наст. вр. имеются 3 категории бурж. гос-в: гос-ва, где есть гос. офиц. или господств, религия и церковь (в Англии - англиканская, в Испании, Боливии, Италии и др. — католическая, во мн. странах Бл. и Ср. Востока (Иран, Кувейт и др.) - ислам, в Таиланде - буддизм. и т.д.); гос-ва, к-рые ограничиваются признанием формального равенства религий и церквей без отделения церкви от гос-ва (ФРГ, Австрия, Перу, Япония и др.); гос-ва, в к-рых церковь формально отделена от гос-ва (США, Франция и др.). Отношения между совр. гос-вами и церковью имеют сложный характер. Они не всегда сводятся к открытому и безусловному подчинению последней первому. Мн. церкви за последние годы модифицировали свои соц. доктрины, пытаются демонстрировать свою независимость от гос.власти. Да и сами бурж. гос-ва по-разному относятся к религ. орг-циям, декларируя порой свою эмансипацию от церкви. Открытый, а в нек-рых странах скрытый союз гос-ва и церкви обусловлен рядом обстоятельств: самой сущностью бурж. строч, нуждающегося, как писал В. И. Ленин, в выполнении 2 функций: функции палача, к-рую выполняет особый гос. аппарат принуждения, и функции попа, оправдывающего, как это обычно делают религ. орг-ции, эксплуатат. порядки; общностью экономич., политич. и идеологич. интересов гос-ва и церкви; связью клас. интересов совр. монопо-листич. капитала с религ. орг-циями. Совр. церковь, хотя и потеряла многие свои привилегии и особые права, но, связанная с господств, классами и поныне, выполняет важные политич., правовые и идеологич. функции, поддерживает бурж. Г. в его усилиях по укреплению диктатуры монопо-листич. капитала, активно участвует в антикоммунистич. и антисов. пропаганде. В СССР церковь отделена от гос-ва, а школа от церкви. Церковь осуществляет лишь религ. функции в духе своего вероучения, канонич. требований и традиций, учитывая при этом требования законодательства сов. о культах
ГРАФ Генрих Карл (1815-1869) - нем. исследователь Библии. Опираясь на работы Фатке и Рейсса, Г. установил, что самым поздним элементом Пятикнижия, созданным и включенным в канон после вавилон. плена, является т. н. Старший элохист. Тем самым подрывалась церк. версия о порядке происхождения книг Ветхого завета, т. к. выяснилось, что, вопреки ей, Пятикнижие создано после историч. и пророч. книг. На результаты исследований Г. непосредственно опирался Вельхаузен.
ГРАЦИИ - лат. наименование греч. богинь - харит.
ГРЕХ - по религ. представлениям, нарушение божеств, предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире. Эта мистификация этич. категории вины призвана страхом ответственности перед сверхъестеств. силами удержать верующего человека в жестких рамках моральных установок той или иной религии. Теоретически к Г. относится лишь несоблюдение определенных религ.-церк. норм, устанавливаемых каждой конфессией в соответствии со своими интересами и выдаваемых за данные свыше. Но практически понятие Г. духовенство всех религий распространило и на нерелиг. сферы жизни, отнеся к нему любое деяние, противоречащее интересам господств, классов эксплуатат. об-ва. Так, напр., по вероучению Рус. правосл. церкви, Г. считалось сомнение в богоустановленности царской власти, отказ видеть в царях помазанников божиих, покушение на частную собственность, осуждение эксплуатации человека человеком, пропаганда идей соц. равенства и т. п. Такое расширительное толкование Г. давало возможность духовенству объявлять Г. все то, что противоречит господств, в об-ве клас. морали, получившей религ.-церк. санкцию. Называя Г. все ей неугодное, церковь получила возможность манипулировать сознанием и поведением верующих в соответствии с ее собств. интересами - настраивать их враждебно по отношению ко всему тому, что представляется духовенству предосудительным.
ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - по верованиям иудеев и христиан, наруше ние первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсолют, повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не только их самих, но и всего их потомства. Это наказание выразилось в том, что за свое ослушание Адам и Ева изгнаны богом из рая, обречены: Адам - на труд ,,в поте лица , а Ева - на рождение детей „в болезнях ; была проклята земля и все живущие на ней; болезнь и смерть стали всеобщим уделом. Ответственность за Г. прародителей перешла на все будущие поколения людей, к-рые освобождаются от первород. греха лишь в таинстве крещения. Релит, цель учения о Г. - снять ответственность за существующее в мире зло с создавшего мир бога, возложив ее на человека. А утверждением, будто последствия Г. могут быть преодолены только при посредстве церкви, духовенство стремится всецело подчинить верующих своему влиянию. Глубоко реакционен соц. смысл этого учения — перенесение вины за вес обществ, несчастья, переживаемые трудящимися в условиях эксплуа-тат. строя, на несовершенство че-ловеч. природы, ее испорченность первород. грехом.
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (ок. 330 - ок. 390) - один из отцов церкви, видный представитель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов, фрагменты из к-рых вошли в состав церк. песнопения.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394) - церк. писатель, богослов и философ, представитель греч. патристики, активный противник арианства. Г. Н. участвовал в разработке Символа веры, оказалзаметное влияние на разработку христ. догматики, на формирование символич. экзегетики.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359) - визант. богослов, систематизатор мистич. учений о единстве человека и бога, получивших название исихазма (от греч. hesychia - покой, молчание, отрешенность). Бог рассматривается абсолютно непознаваемым в своей сущности и познаваемым только по проявлению своей благодати. Только на этой основе возн. у человека возможность общения с богом. Внес значит. вклад в разработку и формулирование осн. положений христ. (правосл.) догматики, экзегетики, антропологии.
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. правосл. церквей. По сравнению с др. правосл. церквами имеет нек-рые отличия в литургич. правилах, собств. религ. праздники. Организац. оформление Г. п. ц. связано с распространением христианства в Грузии в нач. 4 в. и объявлением его гос. религией в Картли (центр, часть Грузии). До 5 в. во главе груз, церкви, подчинявшейся Антиохийскому патриарху, стоял архиепископ, в 487 после провозглашения автокефалии ее возглавил католикос. С 11 в. глава Г. п. ц. стал называться католикосом-патриархом. После добровольного присоединения Грузии к России Г. п. ц. вошлa в состав Рус. правосл. церкви на правах экзархата (1811). В результате реорганизации церк. управления Г. п. ц. превратилась в одно из учреждений, осуществлявших колониальную политику царизма. После Февральской революции груз, духовенство, упразднив экзархат и избрав католикоса-патриарха, провозгласило автокефальность. Разрыв Г. п. ц. с Рус. правосл. церковью продолжался до кон. 1943, когда Синод Рус. правосл. церкви признал автокефалию Г. п. ц. В наст. вр. Г. п. ц. имеет 15 епархий на территории Груз. ССР. Занимает лояльные позиции по отношению к Сов. гос-ву.
ГРУППА РЕЛИГИОЗНАЯ – см. Объединения религиозные.
ГУГЕНОТЫ - приверженцы кальвинизма во Франции в 16-18 вв. Название huguenots происходит от нем. слова Eidgenossen - объединенные клятвенным союзом. Выражали интересы буржуазии, ремесленников и части дворянства Юга и Юго-Запада Франции, недовольных королевской централи-заторской политикой и засильем католич. церкви.
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) - совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармонии, и всесторон. развития человеч. личности, провозглашающих жизнь человека высочайшей ценностью. Гуманистич. идеи выдвигались и пропагандировались передовыми мыслителями Др. Китая, Индии, но особенно ярко проявились они в философии, искусстве и лит-ре Др. Греции и Рима. Таковы идеи о человеке как „великом чуде , „микрокосме , о его самоценности, цельности и гармонии. Христианство принесло с собой представление о человеке, в корне противоположное античному (см. Гуманизм христ.). Своим учением о воплощении бога в человека оно, казалось бы, высоко подняло достоинство человека. В то же время человек в христианстве отягощен первород. грехом и потому нуждается в искуплении, он обязан пребывать в смирении и жить надеждой на царство небесное. К. Маркс отмечал, что в христианстве чувство человеч. достоинства окончат, „растворилось в обманчивом мареве царства небесного (Соч., т. 1, с. 373). Если в первонач. христианстве в мистифицированной форме еще присутствовали нек-рые гуманистич. и демократич. идеи (напр., мечты о соц. освобождении, о равенстве и братстве, человеч. отношениях, основанных на любви, и др.), то в идеологии ср.-век. католицизма на первый план выдвинулись идеи греховности и ничтожества человека, его полной зависимости от милости божьей, заслужить к-рую можно лишь при посредничестве церкви Христовой. В противовес подавлению личности диктатурой церкви гуманисты эпохи Возрождения (14-16 вв.) - Петрарка, Л. Балла, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский и др., выражая интересы молодой буржуазии в ее борьбе против феодализма и католич. церкви, видели в человеке свободную и самоценную личность, утверждали достоинство человека, обладающего естеств. стремлением к добру, находящегося в активном, деятельном отношении к миру. Стремясь обосновать мировоззрение раннего бурж. Г., они апеллировали не только к античной традиции, но и к раннему христианству, к представлениям о человеке как образе и подобии бога. Гуманисты Возрождения приравнивали человека к богу, чтобы возвысить его. Т. о., они стремились оправдать существование человека и его земной деятельности, обосновать их самостоят, значение и ценность, а это в конечном счете вело к разрыву с трансцендентными ценностями, к освобождению от бога. Высш. этап развития бурж. Г. связан с идеологией франц. просветителей (Вольтер), с франц. материализмом 18 в. (Дидро, Гольбах, Гельвеции), с филос. учением Л. Фейербаха. У последних идеи Г. и атеизма были слиты воедино. Борьба бурж. Г. против религии и господств, церкви имела прогрес. значение, идейно подготовив бурж. революции. В то же время бурж. Г. были присущи абстрактный характер, связанный с представлением о „вечной и неизменной природе человека , оправдание частной собственности, индивидуализма. Марксистский Г., рассматривая сущность человека как совокупность обществ, отношений, выступает как реальный гуманизм, тесно связывающий осуществление гуманистич. идеалов с уничтожением всех форм соц. и духовного отчуждения человека, с ликвидацией частной собственности и эксплуатации. „Критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). Соединив Г. с материализмом и атеизмом, марксизм занимает принципиальную позицию в отношении религии, вскрывает ее антигуманную сущность. Но марксистский Г. не останавливается на утверждении бытия человека посредством отрицания бытия бога, а идет дальше, стремится создать такие условия жизни людей, при к-рых „каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях... (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554). В развитом социалистич. об-ве принципы Г. пронизывают все сферы обществ, отношений, идеологию, мораль. Г. является неотъемлемым элементом социалистич. образа жизни. Учитывая, что в совр. мире борьба за осуществление идеалов Г., связанная с предотвращением термоядерной войны, с озабоченностью судьбами человечества перед лицом экологич. и энергетич. кризисов, с противодействием проискам империалистич. реакции, может выступать у части верующих и духовенства в религ. оболочке, коммунисты выступают за сотрудничество с этими людьми в решении глобальных проблем современности.
ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - разновидность христ. идеологии и религ. антропологии. Складывается во вт. пол. 19 в. как результат союза буржуазии и церкви перед лицом растущего революц. движения, как следствие отказа буржуазии от некогда свойственного ей материализма и атеизма, с одной стороны, и обуржуази-вания христ. церквей, ее попыток соединить бурж. гуманизм с христианством - с другой. Идеологи Г. х. утверждают, что учение Христа преисполнено наивысш. гуманизма, т. к., во-первых, оно признает не зависимую ни от каких соц. условий духовную ценность человеч. личности, созданной по образу и подобию бога; во-вторых, оно провозглашает нравств. нормы и добродетели, проникнутые высш. человечностью (милосердие, любовь к ближнему, сострадание, всепрощение), и, в-третьих, утверждает, что соц., нравств. и культурн. совершенствование об-ва должно опираться на христ. принципы. Идеи Г. х. по-разному понимаются и используются различными группировками и течениями в совр. христианстве. Католич. теологи консервативного толка с позиций Г. х. обрушиваются на „атеистич. гуманизм и материализм, в то время как Тейяр де Шарден, а вслед за ним и „левые католики заявляют, что прославлять бога - это значит „не презирать земные вещи во имя бога , а силами своего ума и труда „совершенствовать созданный богом мир . Представители диалектич. теологии (К. Барт, Р. Бультман и др.) отрицают само понятие Г. х., утверждая, что между миром бога и миром человека нет ничего общего, тогда как прогрессивно настроенные протест, деятели (X. Джонсон, Э. Фукс и др.) стремятся с христ. позиций оправдать коммунистич.-гуманистич. идеалы. На позициях Г. х. стоят богословы правосл. церкви в СССР, идеологи еван. христиан-баптистов и др.
ГУРЕВ Григорий Абрамович (1891-1978) - сов. философ, активный пропагандист атеизма, автор ряда книг по истории религии и атеизма. Осн. работы: „Великий конфликт (1965), „История одного заблуждения (1970), „Чарльз Дарвин и атеизм (1975).
ГУРИИ, хурии (араб. - черноокие) - в исламе - девы, услаждающие праведников в раю.
ГУС Ян (1371-1415) - идеолог чеш. Реформации. С 1398 - проф., в 1402-1403, 1409-1410 - ректор Пражского (Карлова) ун-та, одновременно проповедник в Вифлеемской часовне в Праге. В своих проповедях Г. обличал католич. духовенство, осуждал симонию, торговлю индульгенциями, требовал коренной реформы церкви по образцу раннехрист. общин. Открыто объявил себя сторонником Уиклифа. Г. считал, что сохранение власти в руках господств, классов допустимо только при условии соблюдения ими, как и каждым человеком, „закона божьего . При его нарушении подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Реформу церкви и об-ва Г. предполагал осуществить с помощью королевской власти. В кон. 1414 Г. был осужден как еретик Конетанцеким церк. собором и сожжен. Учение Г. послужило идеология, основой движения гуситов.
ГУСИТЫ - участники антифеод, нац.-освободит. движения в Чехии, последователи Яна Гуса. Соц. состав Г. - крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. Г. выступили с требованием секуляризации церк. владений, ослабления поли-тич. влияния католич. церкви. Против католич. духовенства было направлено требование Г. причащать мирян не только хлебом, но и вином из чаши, что было привилегией духовенства. Пестрота соц. состава Г. обусловила их деление на 2 лагеря. Бюргерский лагерь, или чашники, выдвинул умеренную программу, сводившуюся к требованию „дешевой церкви , расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию нем. феодалов. Крестьянско-плебейский лагерь, или табориты, выдвинул более радикальную антифеод, программу. Католич. церковь после неудачных крест, походов против Г. столкнула чашников с таборитами; в 1434 табориты были разбиты. Движение Г. расшатало устои католич. церкви и феодализма, способствовало подъему чеш. культуры.
ГУТТЕН Ульрих, фон (1488-1523) - нем. гуманист. Г. принадлежат обличительные соч. против папства в духе идей Реформации, Он выступал против индульгенций, вслед за Эразмом Роттердамским доказывал самостоятельность человеч. разума в процессе мышления. В сатире „Письма темных людей , одним из авторов к-рой был Г., содержались призывы к нем. об-ву и Лютеру выступить против папства. Ф. Энгельс назвал Г. теоретич. представителем нем. дворянства.
ГЮЙО Жан Мари (1854-1888) - фр. философ-позитивист. В религии Г. видел фантастич. объяснение окружающего мира по аналогии с человеч. об-вом. Религия, по Г., изменяется вместе с эволюцией об-ва и в будущем исчезнет. Однако Г. считал возможным распространение новой религии, основанной на высш. эмоциях.
ГЯУР - то же, что Кафир.
Читайте: |
---|