ВОД - ВЬЕ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ВОДАН, Вотан - см. Один.
ВОДООСВЯЩЕНИЕ, водосвятие - культовое действие в христианстве, заключающееся в том, что священник троекратно погружает в воду крест, придавая ей якобы тем самым сверхъестеств. свойства. Раньше В. совершалось как в храме (накануне праздника крещения или богоявления), так и на реке, озере или в колодце (в сам праздник). В наст. вр. В. чаще всего проводится в храме, где освещается водопроводная или колодезная вода, к-рая после этого считается верующими святой. В В. имеются отзвуки др. обожествления водной стихии.
ВОДЯНОЙ, водяник, водовик - у др. славян и др. народов повелитель рек, озер и др. вод, обитающий гл. обр. в омутах рек, у мельниц. Чтобы „обеспечить хороший улов, рыбаки приносили В. жертвы.
ВОДУИЗМ, культ воду (духов) - синкретич. афро-христ. культ, исповедуемый жителями о. Гаити. В. возн. на основе синтеза народных верований африканцев из Дагомеи, завезенных на остров в качестве рабов в 18 в., и католицизма. Объекты культа - духи, или боги, олицетворявшие различные силы природы, духи, связанные с загробным миром, члены их „семей и др. Одни из них имеют зооморфный облик, другие - антропоморфный, и все они „требуют жертвоприношений (сластей, напитков, крови и мяса животных). Главное в В. - церемония жертвоприношения. Она включает в себя призывание духов жрецом, многочасовые танцы под аккомпанемент барабанов. Одна из характерных черт В. - вера в оживших покойников - была использована президентом Республики Гаити Ф. Дювалье (1957— 1971) для создания террористич. отрядов тонтонмакутов, к-рые под видом оборотней расправлялись с неугодными его режиму людьми.
ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ - орг-ции монашеского типа, объединявшие европ. рыцарей - участников крест, походов 12-13 вв. Возн. при поддержке папства, к-рое использовало их для пропаганды идеи „борьбы с неверными за освобождение гроба господня , что стало одним из обетов членов В.-м. о. В задачи В.-м. о. входил также уход за ранеными рыцарями и больными паломниками. На Востоке, а позднее и в Европе В.-м. о. захватили огромные территории, занимались грабежами и эксплуатацией их населения, скопили огромные богатства и превратились в могущественные орг-ции, к-рые обладали большим политич. влиянием. Наиболее известны госпитальеры, тамплиеры. Тевтонский и Ливонский ордены. В исп. завоеваниях в Америке участвовали альканта-ры, калатравы, орден св. Якова Компостельского. Организац. структура В.-м. о. носила монархия, - иерархия, характер. Во главе каждого ордена стоял избираемый пожизненно „великий магистр (или в нем. В.-м. о. „гроссмейстер ) , при к-ром состоял совет (генеральный капитул) из др. должностных лиц ордена. Со временем В.-м. о. стали терять свое значение. До наст. вр. сохранились лишь госпитальеры, к-рые стали называться мальтийскими рыцарями по месту нахождения их резиденции с 1530 по 1798 (о. Мальта). Орг-ция их малочисленна и практически лишена к.-л. влияния.
ВОЗДАЯНИЕ - 1) согласно убеждениям верующих - наказание за нарушение религ. запретов или вознаграждение за соблюдение культовых установлений и праведную жизнь, к-рое исходит от сверхъестеств. сил (духов, божеств, абстрактной, безликой субстанции, наконец, бога-творца в монотеистич. религиях) ; 2) соц.-этич. религ. концепция, основанная на этих верованиях. В ранних формах религии идея В. наиболее отчетливо прослеживается в понятии табу, когда возмездие за нарушение культовых запретов, по убеждению первобытн. людей, неотвратимо следует в земной жизни. В развитых религиях учение о В. тесно связано с нравств. концепцией добра и зла. В. рассматривается как божеств, установление, при этом осн. упор уже делается на посмертное В. Люди делятся на праведников, накапливающих в течение земной жизни добрые дела и следующих „завету , „закону божьему , дхарме, шариату и т. д., за что им уготовано блаженство „за гробом , и грешников, нарушающих их, к-рые соответственно будут наказаны за это в потусторонней жизни. В христианстве и исламе разработаны учения о рае для праведников и аде для грешников. В иудаизме представления о рае и аде весьма туманны; там идея В. связана с приходом мессии, воскресением умерших, установлением тысячелетнего царства и благодатной жизни в нем для всех праведников. В буддизме В. выступает в виде закона кармы, согласно к-рому перерождение человека в будущей жизни зависит от его поступков в настоящем перерождении: всякое отклонение от пути дхармы ведет к понижению будущего соц. статуса. Однако в развитых религиях сохранилась и идея прижизненного В., выступающего в качестве кары божьей, обрушивающейся в виде возможных несчастий на отд. человека, народ, страну, все человечество, а также в виде наказания, налагаемого церковью (синагогой, общиной) на верующего за нарушение им правил религ. поведения, ересь, вольнодумство и т. п.
ВЫДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - христ. праздник; в православии относится к двунадесятым праздникам и отмечается 14 (27) сентября. По христ. версии, установлен в память „обретения матерью римск. императора Константина Еленой в 4 в. креста, на к-ром якобы был распят Иисус Христос. После „обретения этот крест был „воздвигнут на горе Голгофе близ Иерусалима. Впоследствии на месте, где он был „найден , сооружен храм, освящение к-рого состоялось 13 сентября 335. Установлено, что история с „обретением креста является вымышленной, рассказы о ней появляются лишь в кон. 4 - нач. 5 в. В это же время в христ. церкви складывается праздник В. к. г., осн. идея к-рого в том, что человек, подобно Христу, проходит в жизни „крестный путь , ведущий его к спасению. В праздничных проповедях подчеркивается роль креста, необходимость для каждого верующего нести свой крест, как это некогда делал Иисус, внушается мысль о том, что люди должны всецело полагаться на волю спасителя. В народе праздник получил название медового спаса, т. к. на Руси по времени совпал со вторым сбором меда, события значимого в крестьян, быту. По традиции мед освящался в храмах. Этот бытовой момент для мн. верующих играл более важную роль, чем религ. содержание праздника.
ВОЗНЕСЕНИЕ - праздник правосл. церкви, относящийся к т. н. двунадесятым. Отмечается на 40-й день после пасхи. В основе его лежит миф о В. на небо Иисуса Христа, воскресшего после казни. Истоки его следует искать в верованиях др. финикийцев, иудеев и др. народов, боги к-рых возносились на небо. Христианство использовало миф о В. для того, чтобы подчеркнуть божеств, природу Иисуса, убедить верующих в том, что сам факт его В. подтверждает возможность воскресения всех праведников после смерти. Празднование В. в христианстве впервые зафиксировано в 4— 5 вв. Канон же праздника установлен лишь в 8-9 вв.
ВОЗРОЖДЕНИЕ - эпоха в истории итал. (а под ее воздействием и европ.) культуры 14-16 вв., ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Ьудучи радик. переворотом во всех областях культуры, В. оказало значит, воздействие и на эволюцию религ. сознания, на развитие свободомыслия и атеизма. Гуманистич. мировоззрение В., в противовес ср.-век. теоцентриз-му, поставил в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира. Гуманизм В. ориентируется прежде всего на земное предназначение человека, не подчиняя его цели загробного спасения и ставя на первое место гармоничное всестороннее развитие личности; догматы первород. греха и искупления если и не отвергаются открыто, то не принимаются во внимание. Человек рассматривается как высш. создание бога, его деятельность - как продолжение на земле божеств, творения. Его достоинство мыслители В. видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеч. цивилизации, и в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора, влекущая за собой личную моральную ответственность за его последствия. В отличие от религ. взгляда на человека, гуманизм В. считает человека способным к нравств. совершенствованию без содействия божеств. благодати. С полемикой вокруг человеч. идеала связана и гуманистич. критика церкви как института, критика нравов католич. духовенства, выходящая за рамки ср.-век. антиклерикализма. В. создает новую картину мира, тяготеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. В творчестве наиболее радик. мыслителей позднего В. натуралистич. пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи В. разрабатывают новое толкование христианства как изначально присущей всему человечеству „всеобщей или „прирожденной религии, в к-рой обрядовые и вероис-повед. различия играют второстеп. роль, христианство получает преимущественно этич. истолкование, превращаясь в систему нравств. предписаний, в орудие морального совершенствования человеч. об-ва. В эпоху В. предпринимаются попытки создания этич. систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость, так и полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная науч. критика текстов св. писания, положившая начало библ. критике. Мыслители В. выступили против веры в чудеса и дьявольские козни, выдвинув требование ес-теств.-науч., детерминист, объяснения непонятных явлений природы. Наиболее радик. мыслители В. считали религию чисто человеч. установлением, не содержащим истины, но полезным для осуществления политич. господства, для укрощения „грубого народа , хотя и ненужным для просвещенной элиты, руководствующейся в своем поведении требованиями нравственности; в этом сказалась соц. ограниченность критики религии в культуре В. Свободомыслие В. вызывало резкие нападки со стороны ревнителей католич. ортодоксии, сыграв значит, роль в подготовке более радик. свободомыслия и атеизма эпохи Просвещения.
„ВОИНСТВУЮЩИЙ АТЕИЗМ - орган Центр. Совета Союза воинств, безбожников СССР, издавался ежемесячно с января по декабрь 1931. В „В. а. публиковались статьи по различным вопросам марксистского атеизма, критике бурж. теорий происхождения религии, истории атеизма и свободомыслия, а также об опыте атеистам, воспитания. Редактором журнала был П. А. Красиков.
ВОЙНЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - вооруж. столкновения, гл. цели к-рых выражаются в виде релит, требований — насаждения вероучения, обращения необращенных, получения релит, свободы, восстановления „чистоты первонач. принципов религии, утверждения новых вероисповед. „истин , защиты „старой веры, спасения „братьев-единоверцев , освобождения „святынь данной религии, защиты или разрушения каких-то церк. институтов и т. д. В. р. велись между гос-вами, этнич. группами (племенами, народностями, нациями), сословиями, классами. Хотя в возникновении В. р. и играет роль релит, конфликт, порождались они более глубокими соц. причинами, вытекали в конечном счете из противоположности экономим. и политич. интересов противоборствующих гос-в и групп. Всякая В. р. получала религ. санкцию, объявлялась „св. войной . В. р. принимали форму как несправедл-, грабительск. войн, служивших продолжением политики эксплуатат. классов, так и справедл., к-рые были направлены против эксплуатации, соц. и нац. угнетения. В. р. характерны для периода ра-бовлад. формации, для феод, об-ва. При капитализме процесс секуляризации охватывает и военную идеологию; формулировка военных целей и притязаний освобождается от религ. оболочки, хотя религ. орг-ции, как правило, освящали захватнич., империалистич., колониальные и др. войны.
„ВОЙОВНЫЧИЙАТЕИЗМ - см. „Людина i cвіт .
ВОЛХВОВАНИЕ - то же, что магия, чародейство, колдовство, ведовство. У др. славян В. - магич. действия, совершаемые волхвами (они же баяльники, ведуны, вещие, кудесники, чародеи). В др.-рус. лит-ре кроме В., практикуемого места, рус. волхвами, упоминается также В., традиционно приписываемое волхвам древности, напр. Аполлонию Тианскому, Симону-волхву и др. Церковь осуждает В., внушая, что оно совершается при помощи нечистой силы. Противопоставление языч. В. церк. таинствам несостоятельно, т. к. в основе того и другого лежат ложные религ. представления.
ВОЛХВЫ - 1) у народов Др. Востока мудрецы, предсказывавшие по звездам судьбу человека; 2) у др. славян - колдуны, чародеи, прорицатели.
ВОЛЬНЕЙ (Буажире Константен Франсуа, 1757-1820) - франц. просветитель, историк, политич. деятель. Подверг критике религ. учение, религ. нравственность, ре-акц. роль духовенства, религ. фанатизм. Стремился дать науч. объяснение происхождения и эволюции религии. Вместе с Дюпюи выдвинул т. н. астральную теорию происхождения религии, согласно к-рой мысль о существовании богов возн. в человеч. сознании на основе наблюдения за движением небесных светил. Разделяя с др. просветителями представление о страхе, невежестве и обмане как осн. источниках религии, В. пытался выявить ее соц. природу, связав религ. представления с условиями жизни людей.
ВОЛЬНОДУМСТВО - проявление критич. отношения к господств, идеям и нередко - к соц.-политич. порядкам. Термин „В. появился в России в 18 в. и означал критич. отношение к христианству. Вольнодумцами представители офиц. идеологии называли критиков самодержавия и православия, вкладывая в понятие „В. резко отриц. этим, смысл. Ныне сфера применимости термина „В.” ограниченна: он используется в науч. и худож. лит-ре, как правило при характеристике скептич. отношения к религии и соответственно к религ. учреждениям в эпоху господства религии.
ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) - франц. философ-просветитель и поэт, критик феодализма и освящавшей его церкви, деист. Автор ярких разоблачит, характеристик традиц. религ. верований и деятельности церкви. Отстаивая права разума, отверг церк. учение об откровении, выступал против подчинения науки и философии интересам религии. Вслед за Спинозой раскрыл историч, происхождение библ. книг, указал на имеющиеся в них противоречия. Происхождение религии объяснял гл. обр. невежеством и обманом. Среди аргументов В. против религии и церкви выделяется указание на их соц. вред: отвлечение людей от полезного труда, распространение духа вражды и взаимной ненависти на почве религ. фанатизма и т. д. Вместе с тем В. считал целесообразным сохранить веру в бога как основание нравственности для сдерживания народных масс от посягательства на собственность и интересы имущих классов.
ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО - так называлось религ. и политич. свободомыслие вт. пол. 18 - нач. 19 в. в России в дворянск. и бурж. историографии, передовая рус. эществ. и филос. мысль этого периода рассматривалась как подражание идеям Вольтера и др. франц. просветителей. В действительности возникновение и развитие антифеод., антикрепостн., антиклерик. идей передовых рус. мыслителей (П. П. Поповского, С. Е. Десницкого, Д. С. Аничкова, И. Я. Третьякова, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина и др.) было обусловлено соц.-экономич. и обществ.-политич. условиями России того времени. „Нельзя забывать, - подчеркивал В. И. Ленин, - что в ту пору, когда писали просветители XVIII века (которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к бо,рьбе с крепостным правом и его остатками (т. 2, с. 520). Большинство рус. мыслителей стояло на стихийно-материалистич. позициях, облеченных в форму деизма. В объяснении явлений обществ, жизни придерживались теории „естеств. права и „обществ, договора .
„ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА - 12 сборников, изданных в 1950-1964 сектором истории религии и атеизма Ин-та истории Академии наук СССР по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича. Опубликовано св. 100 статей по всеобщей истории религии, истории свободомыслия и атеизма, особенно в царской России, о совр. религии и церкви за рубежом, о преодолении религ. пережитков в СССР, а также архивн. документы, материалы конкр.-социологич. исследований религии в СССР.
„ВОПРОСЫ НАУЧНОГО АТЕИЗМА - периодич. (два выпуска в год) издание Ин-та науч. атеизма Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Издается с 1966. Осн. задача - разработка актуальных проблем теории и практики науч. атеизма, анализ и обобщение опыта науч.-атеистич. воспитания, критика бурж.-клерик., реформистских и ревизионистских искаже- ний положения атеизма и религии в странах социализма. Часть выпусков носит тематич. характер.
ВОРОНАЕВЦЫ („христиане еванг. веры - ХЕВ) - одно из наиболее распространенных направлений пятидесятников в СССР. Название связано с именем миссионера И. В. Воронаева (И. П. Черкасова), к-рый в 1921 в Одессе организовал общину своих последователей. Характерные черты учения В. - признание божеств, троицы, необходимости „крещения св. духом с достижением глоссолалии, „духовных даров („харизм ), способности к пророчествам, исцелению и т. д., а также экстатический характер религ. культа, омовение ног перед хлебопреломлением. В 1945 группы В. присоединились к Союзу еванг. христиан-баптистов („Августовское соглашение ), но в 1947 часть из них во главе с А. И. Бидашом порвала с ВСЕХБ, стала действовать нелегально. Среди незарегистрированных общин В. сильны проявления религ. фанатизма и экстремизма, антиобществ, настроений, их члены отрицают действующее законодательство о религ. культах, отказываются от регистрации, призывают молодежь к отказу от службы в рядах Советской Армии, запрещают детям ходить в кино, смотреть телевизор, читать худож. лит-ру. Часть общин В., признающих сов. законы, зарегистрирована на автон. началах. Осн. масса В. находится на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане, в ряде областей РСФСР.
ВОРОНИЦЫН Иван Петрович (1885-1939) - сов. исследователь истории свободомыслия и атеизма, автор фундамент, работы „История атеизма (1928-1930), содержащей большой фактич. материал. Несмотря на нек-рые допущенные ошибки, труд В. сыграл значит, роль в период становления массового атеизма в СССР.
ВОСКРЕСЕНЬЕ - еженедельный христ. праздник, установленный в честь мифич. воскресения Иисуса Христа. Семидневная неделя восходит к халдейско-вавилон. астрономия, исчислениям, она была заимствована др. иудеями, к-рые отмечали в качестве праздничного дня субботу в честь окончания божеств, творения мира. Суббота праздновалась и в первонач. христианстве. Отмежевавшись от иудаизма, христиане стали . отмечать как праздник первый день недели, в к-рый якобы произошло воскресение Иисуса Христа.
ВОСТОРГОВ Иван Иванович (1867—1918) — протоиерей, один из организаторов черносотенного „Союза русского народа . Издавал ряд промонархических газет и журналов, большое количество погромных брошюр „для народа . В. выдвинул лозунг „борьбы с социализмом как основной задачи духовенства.
ВСЕЕДИНСТВО - центр, идея религ.-филос. учения В. С. Соловьева и его последователей. В он-тологич. аспекте В. представляет нерасторжимое единение творца и бессмертной души человека; в гносеологич. отношении В. выступает как „цельное знание , представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирич. (науч.), рацио-налистич. (филос.) и мистич. (религ.-созерцат.) знания, достигаемого не в результате познават. деятельности, а верой, интуицией. В аксеологии В. центр, место занимает абсолют, ценность истины, добра и красоты, соответствующих 3 ипостасям божеств, троицы. Мир как завершенная система обусловлен В., т. е. богом. Осн. задачей концепции В. было формирование и упрочение христ. миропонимания на основе обновления религии.
ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС - материальный мир в целом, все неисчерпаемое многообразие видов движущейся материи.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - собрания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные бо-госл. концепции, определялись способы борьбы с ересями, Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант. императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус гос. законов. I В. с. - Никейский (325) - принял в первой редакции ,.символ веры , осудил арианство как „безбожную ересь , определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов, в т. ч. о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов. II В. С. - Константинопольский (381) - был собран для уточнения Никейского „символа веры и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савел-лиан, маркеллиан и др. II В. с. выработал формулу троичности бога, канонизировал „символ веры , а также утвердил правила, одним из к-рых Константинопольскому патриарху вслед за Римским предоставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой Константинопольской церкви был утвержден Григорий Богослов. III В.с. - Эфесский (431) - проходил в обстановке ожесточенной борьбы церквей за первенство. Собор осудил несторианство и признал деву Марию богородицей. В 449 был созван в Эфесе новый собор, названный затем „разбойничьим , на к-ром Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство. IV В. с. - Халкидонский (451) - осудил монофизитство александр. богосл. школы и антиох. несторианство; признал первенств, роль в христианстве Константинопольского патриарха. Была утверждена формула об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в самостоят, церковь. V В. с. - II Константинопольский (553) - был созван для одобрения эдикта императора Юстиниана I, осудившего „трех глав , т. е. 3 богословов - Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдес-ского, не считавших Христа богочеловеком, а Марию - богоматерью, не признававших решений Халкидонского собора и поддерживавших несторианство. Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. - III Константинопольский (680-681) - осудил как ересь монофизитство, восстановил мир с папством, нарушенный в сер. 7 в. арестом и ссылкой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Константинополе был созван собор, получивший название Пятошесто-го, т. к. его решения дополняли решения V и VI В. с. VII В. с. - II Никейский (787) - осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста. В 869-870 состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между зап.-христ. и вост.-христ. церквами. Его решения, направленные против церк. политики константинопольского патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879-880. Православие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII В. с, а православие не признает. После разделения церквей общехрист. соборы не проводились, хотя ка-толич. церковь называет вселенскими созываемые ею соборы. В 12 в. состоялись 3 собора (I. II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерк. вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В 13 в. было также 3 собора: IV Латеранский - 1215, I Лионский - 1245, II Лионский - 1274. IV Латеранский собор утвердил ок. 70 предложений папы, в т. ч. решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амальрикан. XV В. с. - Вьеннский (1311-1312) - известен суровыми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггар - дов и др. еретиков. XVI В. с. -Конетанцский собор, открывшийся в 1414, - принял декреты о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в постоянный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва В. с. Собор известен также расправой над л. Гусом и Иеро-нимом Пражским. XVII В. с. действовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято называть Базельско-Флорентийским. Собор содействовал окончательному разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Флорентийская уния католич. и пра-восл. церквей, отвергнутая православием. XVIII В. с. - V Латеранский - состоялся в 1512— 1517. XIX В. с. - Тридентский (1545-1563) - проходил в обстановке значит, успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор утвердил догматы о первород. грехе, о чистилище, о приоритете папской власти перед авторитетом В. с. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма, составлено т. н. Тридентское исповедание веры - текст церк. присяги. XX В. с. - I Ватиканский (1869-1870) - провозгласил догмат о непогрешимости папы. XXI В. с. - II Ватиканский (1962-1965) - принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе курии римск. и о задачах церкви в совр. мире.
ВСЕМИРНАЯ ИСЛАМСКАЯ ЛИГА (ВИЛ) - международ, ислам, орг-ция, объединяющая крупных мусульм. деятелей различных районов мира и стран. Основана в 1962, резиденция - в Мекке. Высш. орган - Учредит, совет, в к-рый входят 54 религ. деятеля. Фактическим руководителем является ген. секретарь, обычно избираемый из числа богословов Сауд. Аравии. Орг-ция имеет целью „распространение ислам, учения во всем мире . Издает еженедельную газету на араб, языке “Ахбар аль-АлаМ аль-Ислами („Известия исламского мира ) и журнал „Рабита аль-Алам аль-Ислами (на араб, и англ. яз.). Ведет широкую миссионерскую деятельность. Более чем в 10 странах имеет филиалы. ВИЛ претендует на роль руководящего центра всех международ, неправительственных ислам, орг-ций. Созванная по ее инициативе международ, конференция ислам, орг-ций мира (Мекка, 1974) учредила Высш. комитет по координации деятельности ислам, орг-ций земного шара, а Всемирн. конференция ислам, средств массовой информации (Джакарта, 1980) - Верх, совет мусульм. средств массовой информации (с резиденцией в Мекке). В обеих орг-циях руководители ВИЛ занимают ведущие позиции. ВИЛ неоднократно принимала резолюции, призывающие последователей ислама и пр-ва мусульм. стран бороться против учения науч. коммунизма и коммунистов, против гос-в социалистич. ориентации. Имеет статус неправительственной консультативной орг-ций при ООН.
ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИСТОВ (ВББ) - международ, религ. орг-ция, имеющая целью „распространение учения Будды и установление взаимопонимания среди буддистов, проживающих в различных частях планеты . Создана в 1950. Резиденция в Бангкоке (Таиланд). Высш. орган - Ген. ассамблея, исполнит, орган - Исполнит, комитет. Издает бюллетень „W. F. В. Review , книги и брошюры по буддизму. Под влиянием масс верующих и про-грес. элементов, входящих в орг-цию, в ряде документов, принятых ВББ, нашли отражение идеи борьбы за мир, за ядерное разоружение, за решение спорных вопросов между госвами путем переговоров.
ВСЕМИРНЫЙ ИСЛАМСКИЙ КОНГРЕСС (ВИК) - международ, ислам орг-ция, объединяющая мусульм. деятелей мн. стран. Основана в 1926 в Мекке. Резиденция в Карачи. Специализируется на разработке ислам, социальных концепций. Выступала с инициативами создания особых орг-ций для межгос. сотрудничества мусульм. стран. Пропагандирует идеи превращения ислама в самостоят, поли-тич. силу, „одинаково противостоящую как Западу, так и Востоку . Издает еженедельник „The Muslim World , религ. литру, рассчитанную гл. обр. на популяризацию ислам, социальных идей. Имеет статус неправительственной консультативной орг-ции при ООН.
ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) - руководящий орган экуменич. движения. ВСЦ был создан путем слияния 3 протест, движений („Вера и порядок , „Жизнь и деятельность и Международ, миссионерский совет) на I ассамблее ВСЦ в Амстердаме в 1948. Организаторы ВСЦ рассчитывали, что путем сравнит, изучения вероисповед, различий между церквами и кооперирования в области практич. деятельности будет создано единое христ. объединение. Следующие ассамблеи ВСЦ проходили в Эванстоне (США, 1954), в Нью-Дели (1961), в Упсале (1968), в Найроби (1975). IV ассамблея ВСЦ, в г. Упсала, провозгласила лозунг „обновления религии. Эта тенденция была продолжена на V ассамблее ВСЦ в Найроби и особенно на экуменич. конференции по проблеме: „Вера, наука и будущее в Массачусетсом технологич. ин-гс (США, 1979), где с позиций фидеизма была дана оценка таким глобальным проблемам современности, как соц. и науч.-тех-нич. прогресс, экология, футурология, мир и разоружение и др. Осложнившаяся международ, обстановка наложила отпечаток на характер VI ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (1983). В плане осн. темы ассамблеи „Иисус Христос - жизнь мира ее участники высказались за обуздание гонки вооружений, предотвращение термо-ядерн. войны. Были приняты заявления „О мире и справедливости , по Ближнему Востоку, по Центральной Америке и др. В 1983 членами ВСЦ состояло св. 304 религ. объединений из 100 стран мира. По данным ВСЦ, он объединяет 440 млн. верующих. В него вошли и 6 религ. орг-ций, действующих в нашей стране: Рус. правосл. церковь, груз, правосл. церковь, армяногригор. церковь, лютеран, церкви Латвии и Эстонии, союз еванг. христиан-баптистов. Руководящие деятели ВСЦ стремятся примирить противоречия между двумя соц. системами. На деле же проповедуемое ими учение является утонченной апологетикой капитали стич. строя. Вместе с тем в выступлениях отд. деятелей ВСЦ содержится реалистич. оценка важных проблем современности, связанных с борьбой за мир, демократию, соц. справедливость.
ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ СВОБОДОМЫСЛЯЩИХ - международ, секулярист. орг-ция, основанная в 1880. В наст. вр. во В. с. с. входят нац. орг-ции примерно 10 ка-питалистич. стран с общим числом членов св. 30 тыс. В 7 странах В. с. с. издает свои периодич. издания. Согласно уставу, В. с. с. борется против религ. догматики и морали, политич. клерикализма, обскурантизма, за рационалистич. миропонимание, свободу совести, отделение церкви от гос-ва. Филос. и политич. позиции В. с. с. крайне пестры. Программа и деятельность В. с. с. отличаются бурж. ограниченностью, абстрактным гуманизмом и просветит, иллюзиями. В. с. с. не поднимается до науч. атеизма, хотя и не отказывается от контакта с его представителями.
ВСЕНОЩНАЯ, всенощное бдение - церк. богослужение в православии, к-рое начинается после захода солнца и заканчивается часто после полуночи накануне воскресенья и больших церк. праздников. Восходит к обычаям первонач. христиан совершать службу ночью.
ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ „ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ (ВСЕХБ) - духовный и организац. центр церкви еванг. христиан-баптистов, избираемый съездом; находится в Москве. ВСЕХБ осуществляет руководство старшими пресвитерами и пресвитерианскими советами, избираемыми верующими в республиках, краях и областях, готовит кадры через заочные библейские курсы (с 1968), имеет свой периодический печатный орган - журнал „Братский вестник , выходящий один раз в два месяца, выпускает Библию, сборники духовных песен, симфонии, календари на рус, нем., латышек., эстон., груз, и др. языках, осуществляет связи с зарубежными религ. орг-циями. Представители ВСЕХБ представляют верующих баптистов СССР в международ, религ. орг-циях, вместе с др. церквами выступают в защиту мира. Руководство ВСЕХБ стоит на позициях лояльного отношения к Сов. гос-ву, соблюдает законодательство о религ. культах. Оно выступает против обособленности орг-ции, предостерегает верующих от опасности „выродиться в замкнутую секту, отгородившуюся от всех других христ. течений. Важное значение в деятельности ВСЕХБ имеет борьба за обеспечение единства орг-ции, преодоление трений между бывшими баптистами и евангелистами, между баптистами и пятидесятниками и особенно борьба с экстремист, деятельностью сторонников т. н. Совета церквей ЕХБ, с 1960 выступающих против ВСЕХБ.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ - сформулированное в христ. символе веры представление о будущем пришествии Христа на землю для страшного суда над живыми и мертвыми. Оно основывается на еванг. предсказаниях и является одним из гл. элементов христ. вероучения. Однако в евангелиях определенно говорится о том, что В. п. состоится при жизни одного поколения: „не прейдет род сей, как все сие будет (Матф. 24:34). Поэтому христ. церковь вынуждена была внести коррективы в определение сроков В. п., отказавшись от букв, толкования еванг. текста и перенеся В. п. в неопределенное будущее. Имевшие же место, напр., в адвентизме попытки обнаружить в библ. текстах „скрытые указания о времени В. п. оканчивались провалом. В наст, в р. в большинстве христ. течений подобные попытки не предпринимаются. Богословы и проповедники предпочитают заявлять, что „о времени и часе В. п. никто не знает. Вера во В. п. всегда служила и служит средством запугивания верующих, их полного подчинения церкви.
ВТОРОЗАКОНИЕ - пятая книга Ветхого завета, одна из сост. частей Пятикнижия. В. принято обозначать буквой „Д , от греч. Deuteronomium. Состоит из 34 глав. За исключением глав 27, 31 и 34, В. написано от первого лица. Гл. герой В. - мифич. Моисей. В. составлено и отредактировано разными авторами, вероятно в 7-6-м вв. до н. э. В Библии сохранился рассказ, будто первосвященник Хилкия на 18-м г. царствования Иосии, т. е. в 621 до н. э., нашел в Иерусалимском храме „Книгу закона (4 Цар. 22:8). Науч. анализом Библии установлено, что „Книга закона лежит в основе В. Авторы В. проповедуют генотеизм с его представлением о едином нац. боге Яхве для всех иудеев и едином центре для отправления иуд. культа.
ВУЛКАН (лат. Vulcanus, более др. - Volcanus) - италийский, позднее др.-римск. бог огня, пожаров, очага, покровитель кузнечного дела и ремесел, связанных с использованием огня; отожествлялся с греч. богом огня и кузнеч. искусства - Гефестом.
ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - название, данное классиками марксизма филос.-материалистич. течению вт. пол. 19 в., к-рое характеризовалось упрощенной трактовкой как материализма, так и филос. проблем в целом. Его создатели - К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт и Л. Бюхнер. В целом В. м. оставался на позициях механицизма, был недиалектичен; материя отождествлялась с веществом, сознание трактовалось как результат чисто биологич. процессов, но не как обществ, продукт. Молешотт склонялся к биологич. интерпретации всех обществ, явлений. Пролетарскому социализму В. м. противопоставлял „истинный социализм как итог усилий всех классов об-ва, среди к-рых постепенно распространяются естеств.-науч. знания - панацея от соц. зла. В критике религии В. м. не поднялся выше предшествовавших бурж. атеистов. Причина религии усматривалась в „расстроенной фантазии в связи с полным незнанием законов природы , в страхе перед подавляющими человека естеств. силами (Бюхнер). Преодоление религии связывалось с развитием естеств. наук. Ограниченная трактовка религии как только веры в бога привела Бюхнера к выводу о том, что буддизм, даосизм и конфуцианство являются атеис-тич. системами. В. м. был подвергнут критике классиками марксизма.
ВУЛЬГАТА - см. Ветхий завет.
ВУНДТ Вильгельм (1832— 1920) - нем. философ и психолог. В теоретич. построениях стоял на идеалистич. позициях, но в то же время был одним из создателей эксперимент, психологии. В. собрал большой материал по истории мифов и религ. верований различных народов.
ВУРДАЛАК - см. Упырь.
ВХОД ГОСПОДЕН В ИЕРУСАЛИМ - религ. праздник, к-рый Рус. правосл. церковь относит к числу двунадесятых. Отмечаемый в последнее воскресенье перед пасхой, он посвящен событию еванг. истории - въезду Христа в Иерусалим, жители к-рого приветствовали сына божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. Праздник был установлен церковью в 4 в. и использовался для внушения верующим мысли о необходимости „открыть сердца для принятия Христа, подобно тому как приняли его жители Др. Иерусалима. В народном быту праздник получил др. название - вербное воскресенье, ибо в России в его ритуале роль пальмовых ветвей выполняли распускающиеся к этому времени ветки вербы. Кроме того, издавна существовало поверье, будто верба обладает ма-гич. свойствами: охраняет от злых духов, от всяких бед и напастей. - С вербой связан ряд праздничных обычаев. Освященные ее ветки хранились в жилищах верующих.
ВЬЕННСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.
Читайте: |
---|