Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ВОД - ВЬЕ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ВОДАН, Вотан - см. Один.

ВОДООСВЯЩЕНИЕ, водосвятие - культовое действие в христианст­ве, заключающееся в том, что священник троекратно погружает в воду крест, придавая ей якобы тем самым сверхъестеств. свойст­ва. Раньше В. совершалось как в храме (накануне праздника крещения или богоявления), так и на реке, озере или в колодце (в сам праздник). В наст. вр. В. чаще всего проводится в храме, где освещается водопроводная или колодезная вода, к-рая после этого считается верующими свя­той. В В. имеются отзвуки др. обо­жествления водной стихии.

ВОДЯНОЙ, водяник, водовик - у др. славян и др. народов пове­литель рек, озер и др. вод, обитаю­щий гл. обр. в омутах рек, у мель­ниц. Чтобы „обеспечить хоро­ший улов, рыбаки приносили В. жертвы.

ВОДУИЗМ, культ воду (духов) - синкретич. афро-христ. культ, ис­поведуемый жителями о. Гаити. В. возн. на основе синтеза народ­ных верований африканцев из Да­гомеи, завезенных на остров в ка­честве рабов в 18 в., и католициз­ма. Объекты культа - духи, или боги, олицетворявшие различные силы природы, духи, связанные с загробным миром, члены их „семей и др. Одни из них имеют зооморфный облик, другие - ант­ропоморфный, и все они „требу­ют жертвоприношений (сластей, напитков, крови и мяса живот­ных). Главное в В. - церемония жертвоприношения. Она включа­ет в себя призывание духов жре­цом, многочасовые танцы под аккомпанемент барабанов. Одна из характерных черт В. - вера в оживших покойников - была использована президентом Респуб­лики Гаити Ф. Дювалье (1957— 1971) для создания террористич. отрядов тонтонмакутов, к-рые под видом оборотней расправ­лялись с неугодными его режиму людьми.

ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ   ОРДЕНЫ - орг-ции монашеского ти­па, объединявшие европ. рыца­рей - участников крест, походов 12-13 вв. Возн. при поддержке папства, к-рое использовало их для пропаганды идеи „борьбы с не­верными за освобождение гроба господня , что стало одним из обетов членов В.-м. о. В задачи В.-м. о. входил также уход за ранеными рыцарями и больными паломниками. На Востоке, а позд­нее и в Европе В.-м. о. захватили огромные территории, занимались грабежами и эксплуатацией их населения, скопили огромные бо­гатства и превратились в могу­щественные орг-ции, к-рые обла­дали большим политич. влиянием. Наиболее известны госпитальеры, тамплиеры. Тевтонский и Ливон­ский ордены. В исп. завоеваниях в Америке участвовали альканта-ры, калатравы, орден св. Якова Компостельского. Организац. структура В.-м. о. носила монар­хия, - иерархия, характер. Во главе каждого ордена стоял избираемый пожизненно „великий магистр (или в нем. В.-м. о. „гроссмей­стер ) , при к-ром состоял совет (генеральный капитул) из др. должностных лиц ордена. Со вре­менем В.-м. о. стали терять свое значение. До наст. вр. сохранились лишь госпитальеры, к-рые стали называться мальтийскими рыца­рями по месту нахождения их рези­денции с 1530 по 1798 (о. Мальта). Орг-ция их малочисленна и прак­тически лишена к.-л. влияния.

ВОЗДАЯНИЕ - 1) согласно убеж­дениям верующих - наказание за нарушение религ. запретов или вознаграждение за  соблюдение культовых установлений и пра­ведную жизнь, к-рое исходит от сверхъестеств. сил (духов, бо­жеств, абстрактной, безликой суб­станции, наконец, бога-творца в монотеистич. религиях) ; 2) соц.-этич. религ. концепция, основан­ная на этих верованиях. В ранних формах религии идея В. наиболее отчетливо прослеживается в по­нятии табу, когда возмездие за нарушение культовых запретов, по убеждению первобытн. людей, неотвратимо следует в земной жиз­ни. В развитых религиях учение о В. тесно связано с нравств. концепцией добра и зла. В. рас­сматривается как божеств, устано­вление, при этом осн. упор уже делается на посмертное В. Люди делятся на праведников, накапли­вающих в течение земной жизни добрые дела и следующих „заве­ту , „закону божьему , дхарме, шариату и т. д., за что им угото­вано блаженство „за гробом , и  грешников,  нарушающих  их, к-рые соответственно будут нака­заны за это в потусторонней жиз­ни. В христианстве и исламе раз­работаны учения о рае для пра­ведников и аде для грешников. В иудаизме представления о рае и аде весьма туманны; там идея В. связана с приходом мессии, воскресением умерших, установ­лением тысячелетнего царства и благодатной жизни в нем для всех праведников. В буддизме В. выступает в виде закона кар­мы, согласно к-рому перерожде­ние человека в будущей жизни зависит от его поступков в на­стоящем перерождении: всякое отклонение от пути дхармы ве­дет к понижению будущего соц. статуса. Однако в развитых ре­лигиях сохранилась и идея при­жизненного В., выступающего в качестве кары божьей, обру­шивающейся в виде возможных несчастий на отд. человека, на­род, страну, все человечество, а также в виде наказания, нала­гаемого церковью (синагогой, об­щиной) на верующего за нару­шение им правил религ. поведе­ния, ересь, вольнодумство и т. п.

ВЫДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОС­ПОДНЯ - христ. праздник; в пра­вославии относится к двунадеся­тым праздникам и отмечается 14 (27) сентября. По христ. версии, установлен в память „обре­тения матерью римск. императо­ра Константина Еленой в 4 в. кре­ста, на к-ром якобы был распят Иисус Христос. После „обрете­ния этот крест был „воздвиг­нут на горе Голгофе близ Иеру­салима. Впоследствии на месте, где он был „найден , сооружен храм, освящение к-рого состоя­лось 13 сентября 335. Установле­но, что история с „обретением креста является вымышленной, рассказы о ней появляются лишь в кон. 4 - нач. 5 в. В это же время в христ. церкви складывается праздник В. к. г., осн. идея к-рого в том, что человек, подобно Хри­сту, проходит в жизни „крестный путь , ведущий его к спасению. В праздничных проповедях под­черкивается роль креста, необхо­димость для каждого верующего нести свой крест, как это некогда делал Иисус, внушается мысль о том, что люди должны всецело полагаться на волю спасителя. В народе праздник получил наз­вание медового спаса, т. к. на Руси по времени совпал со вто­рым сбором меда, события зна­чимого в крестьян, быту. По тра­диции мед освящался в храмах. Этот бытовой момент для мн. верующих играл более важную роль, чем религ. содержание праздника.

ВОЗНЕСЕНИЕ - праздник правосл. церкви, относящийся к т. н. двунадесятым. Отмечается на 40-й день после пасхи. В основе его лежит миф о В. на небо Иисуса Христа, воскресшего после казни. Истоки его следует искать в веро­ваниях др. финикийцев, иудеев и др. народов, боги к-рых возно­сились на небо. Христианство использовало миф о В. для того, чтобы подчеркнуть божеств, при­роду Иисуса, убедить верующих в том, что сам факт его В. под­тверждает возможность воскресе­ния всех праведников после смер­ти. Празднование В. в христианст­ве впервые зафиксировано в 4— 5 вв. Канон же праздника установ­лен лишь в 8-9 вв.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - эпоха в исто­рии итал. (а под ее воздействием и европ.) культуры 14-16 вв., ознаменовавшая переход от сред­невековья к Новому времени. Ьудучи радик. переворотом во всех областях культуры, В. оказа­ло значит, воздействие и на эво­люцию религ. сознания, на раз­витие свободомыслия и атеизма. Гуманистич. мировоззрение В., в противовес ср.-век. теоцентриз-му, поставил в центр своего вни­мания взаимоотношения человека и мира. Гуманизм В. ориенти­руется прежде всего на земное предназначение человека, не под­чиняя его цели загробного спасе­ния и ставя на первое место гар­моничное всестороннее развитие личности; догматы первород. гре­ха и искупления если и не отверга­ются открыто, то не принимаются во внимание. Человек рассматривается как высш. создание бога, его деятельность - как продол­жение на земле божеств, творения. Его достоинство мыслители В. видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совер­шенствование человеч. цивилиза­ции, и в прирожденной ему свобо­де, понимаемой как свобода мо­рального выбора, влекущая за со­бой личную моральную ответствен­ность за его последствия. В отли­чие от религ. взгляда на человека, гуманизм В. считает человека способным к нравств. совершен­ствованию без содействия божеств. благодати. С полемикой вокруг человеч. идеала связана и гума­нистич. критика церкви как инсти­тута, критика нравов католич. духовенства, выходящая за рамки ср.-век. антиклерикализма. В. со­здает новую картину мира, тя­готеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению при­роды и человека. В творчестве наиболее радик. мыслителей позд­него В. натуралистич. пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи В. разрабатывают новое толкование христианства как изначально при­сущей всему человечеству „всеоб­щей или „прирожденной рели­гии, в к-рой обрядовые и вероис-повед. различия играют второстеп. роль, христианство получает преи­мущественно этич. истолкование, превращаясь в систему нравств. предписаний, в орудие мораль­ного совершенствования человеч. об-ва. В эпоху В. предпринимают­ся попытки создания этич. систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость, так и полезность для нравственности догмата о бес­смертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная науч. критика текстов св. писания, по­ложившая начало библ. критике. Мыслители В. выступили против веры в чудеса и дьявольские козни, выдвинув требование ес-теств.-науч., детерминист, объяс­нения непонятных явлений при­роды. Наиболее радик. мысли­тели В. считали религию чисто человеч. установлением, не со­держащим истины, но полезным для осуществления политич. гос­подства, для укрощения „грубого народа , хотя и ненужным для просвещенной элиты, руководст­вующейся в своем поведении тре­бованиями нравственности; в этом сказалась соц. ограничен­ность критики религии в куль­туре В. Свободомыслие В. вы­зывало резкие нападки со сто­роны ревнителей католич. орто­доксии, сыграв значит, роль в под­готовке более радик. свободо­мыслия и атеизма эпохи Просве­щения.

„ВОИНСТВУЮЩИЙ  АТЕИЗМ - орган Центр. Совета Союза во­инств, безбожников СССР, из­давался ежемесячно с января по декабрь 1931. В „В. а. публико­вались статьи по различным вопросам марксистского атеизма, критике бурж. теорий происхож­дения религии, истории атеизма и свободомыслия, а также об опыте атеистам, воспитания. Ре­дактором журнала был П. А. Кра­сиков.

ВОЙНЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - вооруж. столкновения, гл. цели к-рых выражаются в виде релит, требо­ваний — насаждения вероучения, обращения необращенных, полу­чения релит, свободы, восстанов­ления „чистоты первонач. прин­ципов религии, утверждения но­вых вероисповед. „истин , защи­ты „старой веры, спасения „бра­тьев-единоверцев , освобождения „святынь данной религии, защи­ты или разрушения каких-то церк. институтов и т. д. В. р. велись меж­ду гос-вами, этнич. группами (пле­менами, народностями, нациями), сословиями, классами. Хотя в воз­никновении В. р. и играет роль релит, конфликт, порождались они более глубокими соц. причинами, вытекали в конечном счете из противоположности экономим. и политич. интересов противобор­ствующих гос-в и групп. Всякая В. р. получала религ. санкцию, объ­являлась „св. войной . В. р. при­нимали форму как несправедл-, грабительск. войн, служивших про­должением политики эксплуатат. классов, так и справедл., к-рые были направлены против эксплуа­тации, соц. и нац. угнетения. В. р. характерны для периода ра-бовлад. формации, для феод, об-ва. При капитализме процесс секу­ляризации охватывает и военную идеологию; формулировка воен­ных целей и притязаний осво­бождается от религ. оболочки, хотя религ. орг-ции, как прави­ло, освящали захватнич., империалистич., колониальные и др. войны.

„ВОЙОВНЫЧИЙАТЕИЗМ - см. „Людина i cвіт .

ВОЛХВОВАНИЕ - то же, что ма­гия, чародейство, колдовство, ве­довство. У др. славян В. - магич. действия, совершаемые волхвами (они же баяльники, ведуны, ве­щие, кудесники, чародеи). В др.-рус. лит-ре кроме В., практикуе­мого места, рус. волхвами, упоми­нается также В., традиционно при­писываемое волхвам древности, напр. Аполлонию Тианскому, Си­мону-волхву и др. Церковь осуж­дает В., внушая, что оно совер­шается при помощи нечистой си­лы. Противопоставление языч. В. церк. таинствам несостоятельно, т. к. в основе того и другого лежат ложные религ. представления.

ВОЛХВЫ - 1) у народов Др. Во­стока мудрецы, предсказывавшие по звездам судьбу человека; 2) у др. славян - колдуны, чародеи, прорицатели.

ВОЛЬНЕЙ (Буажире Константен Франсуа, 1757-1820) - франц. просветитель, историк, политич. деятель. Подверг критике религ. учение, религ. нравственность, ре-акц. роль духовенства, религ. фа­натизм. Стремился дать науч. объяснение происхождения и эво­люции религии. Вместе с Дюпюи выдвинул т. н. астральную теорию происхождения религии, согласно к-рой мысль о суще­ствовании богов возн. в человеч. сознании на основе наблюдения за движением небесных светил. Разделяя с др. просветителями представление о страхе, невежестве и обмане как осн. источниках религии, В. пытался выявить ее соц. природу, связав религ. пред­ставления с условиями жизни людей.

ВОЛЬНОДУМСТВО - проявление критич. отношения к господств, идеям и нередко - к соц.-поли­тич. порядкам. Термин „В. поя­вился в России в 18 в. и озна­чал критич. отношение к хри­стианству. Вольнодумцами пред­ставители офиц. идеологии на­зывали критиков самодержавия и православия, вкладывая в по­нятие „В. резко отриц. этим, смысл. Ныне сфера применимо­сти термина „В.” ограниченна: он используется в науч. и худож. лит-ре, как правило при харак­теристике скептич. отношения к религии и соответственно к ре­лиг. учреждениям в эпоху господ­ства религии.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) - франц. философ-просветитель и поэт, критик фео­дализма и освящавшей его церкви, деист. Автор ярких разоблачит, характеристик традиц. религ. веро­ваний и деятельности церкви. Отстаивая права разума, отверг церк. учение об откровении, высту­пал против подчинения науки и философии интересам религии. Вслед за Спинозой раскрыл историч, происхождение библ. книг, указал на имеющиеся в них проти­воречия. Происхождение религии объяснял гл. обр. невежеством и обманом. Среди аргументов В. против религии и церкви выделя­ется указание на их соц. вред: от­влечение людей от полезного тру­да, распространение духа вражды и взаимной ненависти на почве религ. фанатизма и т. д. Вместе с тем В. считал целесообразным сохранить веру в бога как осно­вание нравственности для сдержи­вания народных масс от посяга­тельства на собственность и инте­ресы имущих классов.

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО - так назы­валось религ. и политич. свободо­мыслие вт. пол. 18 - нач. 19 в. в России в дворянск. и бурж. историографии, передовая рус. эществ. и филос. мысль этого периода рассматривалась как под­ражание идеям Вольтера и др. франц. просветителей. В действи­тельности возникновение и раз­витие антифеод., антикрепостн., антиклерик. идей передовых рус. мыслителей (П. П. Поповского, С. Е. Десницкого, Д. С. Аничкова, И. Я. Третьякова, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, Н. И. Новико­ва, Д. И. Фонвизина и др.) было обусловлено соц.-экономич. и об­ществ.-политич. условиями России того времени. „Нельзя забывать, - подчеркивал В. И. Ленин, - что в ту пору, когда писали просвети­тели XVIII века (которых обще­признанное мнение относит к во­жакам буржуазии), когда писа­ли наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к бо,рьбе с крепостным правом и его остат­ками (т. 2, с. 520). Большин­ство рус. мыслителей стояло на стихийно-материалистич. позици­ях, облеченных в форму деизма. В объяснении явлений обществ, жизни придерживались теории „естеств. права и „обществ, до­говора .

„ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА - 12 сборников, изданных в 1950-1964 сектором истории религии и атеизма Ин-та истории Академии наук СССР по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича. Опубликовано св. 100 статей по всеобщей истории религии, истории свободомыслия и ате­изма, особенно в царской Рос­сии, о совр. религии и церкви за рубежом, о преодолении религ. пережитков в СССР, а также архивн. документы, материалы конкр.-социологич. исследова­ний религии в СССР.

„ВОПРОСЫ НАУЧНОГО АТЕИЗ­МА - периодич. (два выпуска в год) издание Ин-та науч. атеиз­ма Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Издается с 1966. Осн. задача - разработка актуальных проблем теории и практики науч. атеизма, анализ и обобщение опы­та науч.-атеистич. воспитания, кри­тика бурж.-клерик., реформист­ских и ревизионистских искаже- ний положения атеизма и религии в странах социализма. Часть вы­пусков носит тематич. характер.

ВОРОНАЕВЦЫ („христиане еванг. веры - ХЕВ) - одно из наиболее распространенных направлений пя­тидесятников в СССР. Название связано с именем миссионера И. В. Воронаева (И. П. Черкасова), к-рый в 1921 в Одессе организо­вал общину своих последовате­лей. Характерные черты учения В. - признание божеств, троицы, необходимости „крещения св. ду­хом с достижением глоссолалии, „духовных даров („харизм ), способности к пророчествам, исце­лению и т. д., а также экстатичес­кий характер религ. культа, омо­вение ног перед хлебопреломлением. В 1945 группы В. присое­динились к Союзу еванг. христи­ан-баптистов („Августовское сог­лашение ), но в 1947 часть из них во главе с А. И. Бидашом порвала с ВСЕХБ, стала дейст­вовать нелегально. Среди незаре­гистрированных общин В. сильны проявления религ. фанатизма и экстремизма, антиобществ, настроений, их члены отрицают действующее законодательство о религ. культах, отказываются от регистрации, призывают молодежь к отказу от службы в рядах Со­ветской Армии, запрещают детям ходить в кино, смотреть телеви­зор, читать худож. лит-ру. Часть общин В., признающих сов. зако­ны, зарегистрирована на автон. началах. Осн. масса В. находится на Украине, в Белоруссии, Мол­давии, Казахстане, в ряде облас­тей РСФСР.

ВОРОНИЦЫН Иван Петрович (1885-1939) - сов. исследователь истории свободомыслия и атеиз­ма, автор фундамент, работы „Ис­тория атеизма (1928-1930), со­держащей большой фактич. мате­риал. Несмотря на нек-рые допу­щенные ошибки, труд В. сыграл значит, роль в период становления массового атеизма в СССР.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - еженедельный христ. праздник, установленный в честь мифич. воскресения Иисуса Христа. Семидневная неделя восходит к халдейско-вавилон. астрономия, исчислениям, она бы­ла заимствована др. иудеями, к-рые отмечали в качестве празд­ничного дня субботу в честь окон­чания божеств, творения мира. Суббота праздновалась и в первонач. христианстве. Отмежевав­шись от иудаизма, христиане ста­ли . отмечать как праздник пер­вый день недели, в к-рый якобы произошло воскресение Иисуса Христа.

ВОСТОРГОВ Иван Иванович (1867—1918) — протоиерей, один из организаторов черносотенного „Союза русского народа . Издавал ряд промонархических газет и жур­налов, большое количество по­громных брошюр „для народа . В. выдвинул лозунг „борьбы с со­циализмом как основной задачи духовенства.

ВСЕЕДИНСТВО - центр, идея религ.-филос. учения В. С. Соло­вьева и его последователей. В он-тологич. аспекте В. представляет нерасторжимое единение творца и бессмертной души человека; в гносеологич. отношении В. вы­ступает как „цельное знание , представляющее неразрывную вза­имосвязь эмпирич. (науч.), рацио-налистич. (филос.) и мистич. (религ.-созерцат.) знания, достигае­мого не в результате познават. деятельности, а верой, интуицией. В аксеологии В. центр, место за­нимает абсолют, ценность истины, добра и красоты, соответствую­щих 3 ипостасям божеств, троицы. Мир как завершенная система обусловлен В., т. е. богом. Осн. задачей концепции В. было фор­мирование и упрочение христ. миропонимания на основе обнов­ления религии.

ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС - мате­риальный мир в целом, все неис­черпаемое многообразие видов движущейся материи.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - соб­рания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии   с   установленной  про­цедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероуче­ния   и   культа,   формировались канонич. нормы и богослуж. пра­вила, оценивались различные бо-госл.   концепции,   определялись способы борьбы с ересями, Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант. императоров, нередко  председательствовавших на них и придававших их решени­ям статус гос. законов. I В. с. - Никейский (325) - принял в пер­вой редакции ,.символ веры , осу­дил арианство как „безбожную ересь , определил время праздно­вания пасхи, выработал 20 кано­нов, в т. ч. о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского мит­рополитов. II В. С. -    Константи­нопольский (381) - был собран для уточнения Никейского „сим­вола веры и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савел-лиан, маркеллиан и др. II В. с. вы­работал формулу троичности бога, канонизировал   „символ  веры , а также утвердил правила, одним из к-рых Константинопольскому патриарху вслед за Римским пре­доставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой Кон­стантинопольской церкви был ут­вержден Григорий Богослов. III В.с. - Эфесский (431) - прохо­дил в обстановке ожесточенной борьбы  церквей  за первенство. Собор     осудил    несторианство и признал деву Марию богороди­цей. В 449 был созван в Эфесе новый  собор,  названный затем „разбойничьим , на к-ром Алек­сандрийский   патриарх   Диоскор принудил церкви признать монофизитство. IV В. с.   -  Халкидонский (451) - осудил монофизитство александр. богосл. школы и антиох. несторианство; признал первенств,  роль в христианстве Константинопольского патриарха. Была   утверждена  формула  об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущ­ном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в са­мостоят,  церковь.  V В. с.  -  II Константинопольский (553) - был созван для одобрения эдикта им­ператора Юстиниана I, осудивше­го „трех глав , т. е. 3 богосло­вов  -  Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдес-ского, не считавших Христа бого­человеком, а Марию - богома­терью, не признававших решений Халкидонского собора и поддер­живавших  несторианство.  Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. - III Константи­нопольский (680-681) - осудил как  ересь монофизитство,  вос­становил мир с папством, нару­шенный в сер. 7 в. арестом и ссыл­кой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Кон­стантинополе был созван собор, получивший название Пятошесто-го, т. к. его решения дополняли решения V и VI   В. с. VII В. с.   - II Никейский   (787)   -   осудил иконоборчество и утвердил оп­ределение о почитании икон и кре­ста. В 869-870 состоялся IV Кон­стантинопольский собор, выявив­ший острые противоречия между зап.-христ. и вост.-христ. церква­ми. Его решения, направленные против церк. политики константи­нопольского патриарха Фотия, бы­ли отменены V Константинополь­ским собором 879-880. Правосла­вие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константи­нопольский собор по-разному: ка­толицизм признает его VIII В. с, а православие не признает. После разделения   церквей   общехрист. соборы не проводились, хотя ка-толич. церковь называет вселен­скими  созываемые ею  соборы. В  12 в. состоялись 3 собора  (I. II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерк. вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В  13 в. было также 3 собора: IV Латеранский - 1215, I Лионский - 1245, II Лионский - 1274. IV Латеранский собор утвер­дил ок.  70 предложений папы, в т. ч. решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амальрикан.    XV   В. с.  -   Вьеннский (1311-1312) - известен суровы­ми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггар - дов и др. еретиков. XVI В. с. -Конетанцский собор, открывший­ся в 1414, - принял декреты о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в посто­янный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва В. с. Собор известен также расправой над л. Гусом и Иеро-нимом Пражским. XVII В. с. дей­ствовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято на­зывать Базельско-Флорентийским. Собор содействовал окончательно­му разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Фло­рентийская уния католич. и пра-восл. церквей, отвергнутая пра­вославием. XVIII В. с. - V Латеранский - состоялся в 1512— 1517. XIX В. с. - Тридентский (1545-1563) - проходил в обста­новке значит, успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор ут­вердил догматы о первород. грехе, о чистилище, о приоритете пап­ской власти перед авторитетом В. с. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма, со­ставлено т. н. Тридентское испове­дание веры - текст церк. прися­ги. XX В. с. - I Ватиканский (1869-1870) - провозгласил дог­мат о непогрешимости папы. XXI В. с. - II Ватиканский (1962-1965) - принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе курии римск. и о задачах церкви в совр. мире.

ВСЕМИРНАЯ ИСЛАМСКАЯ ЛИ­ГА (ВИЛ) - международ, ислам, орг-ция, объединяющая крупных мусульм. деятелей различных рай­онов мира и стран. Основана в 1962, резиденция - в Мекке. Высш. орган - Учредит, совет, в к-рый входят 54 религ. деяте­ля. Фактическим руководителем является ген. секретарь, обычно избираемый из числа богословов Сауд. Аравии. Орг-ция имеет целью „распространение ислам, учения во всем мире . Издает еженедель­ную газету на араб, языке “Ахбар аль-АлаМ аль-Ислами („Известия исламского мира ) и журнал „Рабита аль-Алам аль-Ислами (на араб, и англ. яз.). Ведет широ­кую миссионерскую деятельность. Более чем в 10 странах имеет фи­лиалы. ВИЛ претендует на роль руководящего центра всех между­народ, неправительственных ис­лам, орг-ций. Созванная по ее ини­циативе международ, конферен­ция ислам, орг-ций мира (Мекка, 1974) учредила Высш. комитет по координации деятельности ислам, орг-ций земного шара, а Всемирн. конференция ислам, средств мас­совой информации (Джакарта, 1980) - Верх, совет мусульм. средств массовой информации (с резиденцией в Мекке). В обе­их орг-циях руководители ВИЛ занимают ведущие позиции. ВИЛ неоднократно принимала резолю­ции, призывающие последователей ислама и пр-ва мусульм. стран бо­роться против учения науч. комму­низма и коммунистов, против гос-в социалистич. ориентации. Имеет статус неправительственной кон­сультативной орг-ций при ООН.

ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИ­СТОВ (ВББ) - международ, ре­лиг. орг-ция, имеющая целью „рас­пространение учения Будды и ус­тановление взаимопонимания сре­ди буддистов, проживающих в раз­личных частях планеты . Создана в 1950. Резиденция в Бангкоке (Таиланд). Высш. орган - Ген. ассамблея, исполнит, орган - Ис­полнит, комитет. Издает бюлле­тень „W. F. В. Review , книги и брошюры по буддизму. Под влиянием масс верующих и про-грес. элементов, входящих в орг-цию, в ряде документов, приня­тых ВББ, нашли отражение идеи борьбы за мир, за ядерное разо­ружение, за решение спорных воп­росов между госвами путем пере­говоров.

ВСЕМИРНЫЙ ИСЛАМСКИЙ КОН­ГРЕСС (ВИК) - международ, ис­лам орг-ция, объединяющая му­сульм. деятелей мн. стран. Осно­вана в 1926 в Мекке. Резиденция в Карачи. Специализируется на разработке ислам, социальных концепций. Выступала с инициатива­ми создания особых орг-ций для межгос. сотрудничества мусульм. стран. Пропагандирует идеи прев­ращения ислама в самостоят, поли-тич. силу, „одинаково противо­стоящую как Западу, так и Вос­току . Издает еженедельник „The Muslim World , религ. лит­ру, рассчитанную гл. обр. на по­пуляризацию ислам, социальных идей. Имеет статус неправитель­ственной консультативной орг-ции при ООН.

ВСЕМИРНЫЙ  СОВЕТ  ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ)   -   руководящий   орган экуменич. движения. ВСЦ был соз­дан   путем  слияния  3  протест, движений   („Вера  и   порядок , „Жизнь и деятельность и Меж­дународ,   миссионерский   совет) на I ассамблее ВСЦ в Амстер­даме в 1948. Организаторы ВСЦ рассчитывали, что путем сравнит, изучения  вероисповед,  различий между церквами и кооперирова­ния в области практич. деятельнос­ти будет создано единое христ. объединение. Следующие ассамб­леи ВСЦ проходили в Эванстоне (США, 1954), в Нью-Дели (1961), в   Упсале   (1968),   в   Найроби (1975). IV ассамблея ВСЦ, в г. Упсала, провозгласила лозунг „об­новления религии. Эта тенденция была продолжена на V ассамблее ВСЦ в Найроби и особенно на экуменич. конференции по проб­леме: „Вера, наука и будущее в Массачусетсом технологич. ин-гс  (США, 1979), где с позиций фидеизма была дана оценка та­ким глобальным проблемам сов­ременности, как соц. и науч.-тех-нич. прогресс, экология, футуро­логия, мир и разоружение и др. Осложнившаяся международ, об­становка наложила отпечаток на характер  VI  ассамблеи ВСЦ в Ванкувере  (1983). В плане осн. темы ассамблеи „Иисус Христос - жизнь мира ее участники выс­казались за обуздание гонки во­оружений, предотвращение термо-ядерн. войны. Были приняты за­явления „О мире и справедли­вости ,  по  Ближнему Востоку, по Центральной Америке и др. В 1983 членами ВСЦ состояло св. 304 религ. объединений из 100 стран мира. По данным ВСЦ, он объединяет 440 млн. верующих. В него вошли и 6 религ. орг-ций, действующих в нашей стране: Рус. правосл. церковь, груз, правосл. церковь, армяногригор. церковь, лютеран, церкви Лат­вии и Эстонии, союз еванг. хрис­тиан-баптистов. Руководящие дея­тели ВСЦ стремятся примирить противоречия между двумя соц. системами. На деле же пропове­дуемое ими учение является утонченной апологетикой капита­ли стич. строя. Вместе с тем в вы­ступлениях отд. деятелей ВСЦ содержится реалистич. оценка важ­ных проблем современности, свя­занных с борьбой за мир, демокра­тию, соц. справедливость.

ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ СВОБОДО­МЫСЛЯЩИХ - международ, секулярист. орг-ция, основанная в 1880. В наст. вр. во В. с. с. вхо­дят нац. орг-ции примерно 10 ка-питалистич. стран с общим чис­лом членов св. 30 тыс. В 7 стра­нах В. с. с. издает свои периодич. издания. Согласно уставу, В. с. с. борется против религ. догматики и морали, политич. клерикализма, обскурантизма, за рационалистич. миропонимание, свободу совести, отделение церкви от гос-ва. Филос. и политич. позиции В. с. с. крайне пестры. Программа и дея­тельность В. с. с. отличаются бурж. ограниченностью, абстрактным гу­манизмом и просветит, иллюзия­ми. В. с. с. не поднимается до науч. атеизма, хотя и не отказы­вается от контакта с его пред­ставителями.

ВСЕНОЩНАЯ, всенощное бдение - церк. богослужение в правосла­вии, к-рое начинается после захода солнца и заканчивается часто после полуночи накануне воскресенья и больших церк. праздников. Восхо­дит к обычаям первонач. христиан совершать службу ночью.

ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ „ ЕВАН­ГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАП­ТИСТОВ (ВСЕХБ) - духовный и организац. центр церкви еванг. христиан-баптистов,   избираемый съездом; находится в Москве. ВСЕХБ осуществляет руководст­во старшими пресвитерами и пре­свитерианскими советами, избира­емыми верующими в республи­ках, краях и областях, готовит кадры через заочные библейские курсы (с 1968), имеет свой перио­дический печатный орган - жур­нал „Братский вестник , выходя­щий один раз в два месяца, выпу­скает Библию, сборники духов­ных песен, симфонии, календари на рус, нем., латышек., эстон., груз, и др. языках, осуществляет связи с зарубежными религ. орг-циями. Представители ВСЕХБ представляют верующих баптис­тов СССР в международ, религ. орг-циях, вместе с др. церква­ми выступают в защиту мира. Руководство ВСЕХБ стоит на позициях лояльного отношения к Сов. гос-ву, соблюдает законо­дательство о религ. культах. Оно выступает против обособленности орг-ции, предостерегает верую­щих от опасности „выродиться в замкнутую секту, отгородив­шуюся от всех других христ. тече­ний. Важное значение в деятель­ности ВСЕХБ имеет борьба за обеспечение единства орг-ции, преодоление трений между быв­шими баптистами и евангелиста­ми, между баптистами и пятиде­сятниками и особенно борьба с экстремист, деятельностью сто­ронников т. н. Совета церквей ЕХБ, с 1960 выступающих про­тив ВСЕХБ.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ - сфор­мулированное в христ. символе веры представление о будущем пришествии Христа на землю для страшного суда над живыми и мертвыми. Оно основывается на еванг. предсказаниях и является одним из гл. элементов христ. вероучения. Однако в евангелиях определенно говорится о том, что В. п. состоится при жизни одного поколения: „не прейдет род сей, как все сие будет (Матф. 24:34). Поэтому христ. церковь вынужде­на была внести коррективы в оп­ределение сроков В. п., отказав­шись от букв, толкования еванг. текста и перенеся В. п. в неопределенное будущее. Имевшие же место, напр., в адвентизме по­пытки обнаружить в библ. тек­стах „скрытые указания о вре­мени В. п. оканчивались прова­лом. В наст, в р. в большинстве христ. течений подобные попытки не предпринимаются. Богословы и проповедники предпочитают заяв­лять, что „о времени и часе В. п. никто не знает. Вера во В. п. все­гда служила и служит средством запугивания верующих, их полно­го подчинения церкви.

ВТОРОЗАКОНИЕ - пятая книга Ветхого завета, одна из сост. час­тей Пятикнижия. В. принято обо­значать буквой „Д , от греч. Deuteronomium. Состоит из 34 глав. За исключением глав 27, 31 и 34, В. написано от первого ли­ца. Гл. герой В. - мифич. Моисей. В. составлено и отредактировано разными авторами, вероятно в 7-6-м вв. до н. э. В Библии сохранил­ся рассказ, будто первосвящен­ник Хилкия на 18-м г. царство­вания Иосии, т. е. в 621 до н. э., нашел в Иерусалимском храме „Книгу закона (4 Цар. 22:8). Науч. анализом Библии уста­новлено, что „Книга закона ле­жит в основе В. Авторы В. про­поведуют генотеизм с его пред­ставлением о едином нац. боге Яхве для всех иудеев и едином центре для отправления иуд. культа.

ВУЛКАН (лат. Vulcanus, более др. - Volcanus) - италийский, позднее др.-римск. бог огня, пожаров, очага, покровитель куз­нечного дела и ремесел, связан­ных с использованием огня; ото­жествлялся с греч. богом ог­ня и кузнеч. искусства - Гефестом.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - название, данное классиками марк­сизма филос.-материалистич. тече­нию вт. пол. 19 в., к-рое характе­ризовалось упрощенной трактов­кой как материализма, так и филос. проблем в целом. Его со­здатели - К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт и Л. Бюхнер. В це­лом В. м. оставался на позициях механицизма, был недиалектичен; материя отождествлялась с веще­ством, сознание трактовалось как результат чисто биологич. процес­сов, но не как обществ, продукт. Молешотт склонялся к биологич. интерпретации всех обществ, яв­лений. Пролетарскому социализму В. м. противопоставлял „истинный социализм как итог усилий всех классов об-ва, среди к-рых посте­пенно распространяются естеств.-науч. знания - панацея от соц. зла. В критике религии В. м. не под­нялся выше предшествовавших бурж. атеистов. Причина религии усматривалась в „расстроенной фантазии в связи с полным незна­нием законов природы , в страхе перед подавляющими человека естеств. силами (Бюхнер). Преодо­ление религии связывалось с раз­витием естеств. наук. Ограничен­ная трактовка религии как только веры в бога привела Бюхнера к вы­воду о том, что буддизм, даосизм и конфуцианство являются атеис-тич. системами. В. м. был подверг­нут критике классиками маркси­зма.

ВУЛЬГАТА - см. Ветхий завет.

ВУНДТ Вильгельм (1832— 1920) - нем. философ и психолог. В теоретич. построениях стоял на идеалистич. позициях, но в то же время был одним из создателей эксперимент, психологии. В. собрал большой материал по истории мифов и религ. верований различ­ных народов.

ВУРДАЛАК - см. Упырь.

ВХОД ГОСПОДЕН В ИЕРУСА­ЛИМ - религ. праздник, к-рый Рус. правосл. церковь относит к числу двунадесятых. Отмечаемый в последнее воскресенье перед пасхой, он посвящен событию еванг. истории - въезду Христа в Иерусалим, жители к-рого при­ветствовали сына божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. Праздник был установлен церковью в 4 в. и использовался для внушения верующим мысли о необходимости „открыть серд­ца для принятия Христа, подоб­но тому как приняли его жители Др. Иерусалима. В народном быту праздник получил др. название - вербное воскресенье, ибо в России в его ритуале роль пальмовых вет­вей выполняли распускающиеся к этому времени ветки вербы. Кроме того, издавна существовало поверье, будто верба обладает ма-гич. свойствами: охраняет от злых духов, от всяких бед и напастей. - С вербой связан ряд праздничных обычаев. Освященные ее ветки хранились в жилищах верующих.

ВЬЕННСКИЙ СОБОР - см. Вселен­ские соборы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Словарь Атеиста:

ИНД - ИСП

ИНДИФФЕРЕНТИЗМ РЕЛИГИОЗ­НЫЙ - одна из форм свободомыс­лия в отношении религии. Термин ,,И. р. употребляется в сходных, но разных значениях, И. р...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...