Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ВОД - ВЬЕ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ВОДАН, Вотан - см. Один.

ВОДООСВЯЩЕНИЕ, водосвятие - культовое действие в христианст­ве, заключающееся в том, что священник троекратно погружает в воду крест, придавая ей якобы тем самым сверхъестеств. свойст­ва. Раньше В. совершалось как в храме (накануне праздника крещения или богоявления), так и на реке, озере или в колодце (в сам праздник). В наст. вр. В. чаще всего проводится в храме, где освещается водопроводная или колодезная вода, к-рая после этого считается верующими свя­той. В В. имеются отзвуки др. обо­жествления водной стихии.

ВОДЯНОЙ, водяник, водовик - у др. славян и др. народов пове­литель рек, озер и др. вод, обитаю­щий гл. обр. в омутах рек, у мель­ниц. Чтобы „обеспечить хоро­ший улов, рыбаки приносили В. жертвы.

ВОДУИЗМ, культ воду (духов) - синкретич. афро-христ. культ, ис­поведуемый жителями о. Гаити. В. возн. на основе синтеза народ­ных верований африканцев из Да­гомеи, завезенных на остров в ка­честве рабов в 18 в., и католициз­ма. Объекты культа - духи, или боги, олицетворявшие различные силы природы, духи, связанные с загробным миром, члены их „семей и др. Одни из них имеют зооморфный облик, другие - ант­ропоморфный, и все они „требу­ют жертвоприношений (сластей, напитков, крови и мяса живот­ных). Главное в В. - церемония жертвоприношения. Она включа­ет в себя призывание духов жре­цом, многочасовые танцы под аккомпанемент барабанов. Одна из характерных черт В. - вера в оживших покойников - была использована президентом Респуб­лики Гаити Ф. Дювалье (1957— 1971) для создания террористич. отрядов тонтонмакутов, к-рые под видом оборотней расправ­лялись с неугодными его режиму людьми.

ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ   ОРДЕНЫ - орг-ции монашеского ти­па, объединявшие европ. рыца­рей - участников крест, походов 12-13 вв. Возн. при поддержке папства, к-рое использовало их для пропаганды идеи „борьбы с не­верными за освобождение гроба господня , что стало одним из обетов членов В.-м. о. В задачи В.-м. о. входил также уход за ранеными рыцарями и больными паломниками. На Востоке, а позд­нее и в Европе В.-м. о. захватили огромные территории, занимались грабежами и эксплуатацией их населения, скопили огромные бо­гатства и превратились в могу­щественные орг-ции, к-рые обла­дали большим политич. влиянием. Наиболее известны госпитальеры, тамплиеры. Тевтонский и Ливон­ский ордены. В исп. завоеваниях в Америке участвовали альканта-ры, калатравы, орден св. Якова Компостельского. Организац. структура В.-м. о. носила монар­хия, - иерархия, характер. Во главе каждого ордена стоял избираемый пожизненно „великий магистр (или в нем. В.-м. о. „гроссмей­стер ) , при к-ром состоял совет (генеральный капитул) из др. должностных лиц ордена. Со вре­менем В.-м. о. стали терять свое значение. До наст. вр. сохранились лишь госпитальеры, к-рые стали называться мальтийскими рыца­рями по месту нахождения их рези­денции с 1530 по 1798 (о. Мальта). Орг-ция их малочисленна и прак­тически лишена к.-л. влияния.

ВОЗДАЯНИЕ - 1) согласно убеж­дениям верующих - наказание за нарушение религ. запретов или вознаграждение за  соблюдение культовых установлений и пра­ведную жизнь, к-рое исходит от сверхъестеств. сил (духов, бо­жеств, абстрактной, безликой суб­станции, наконец, бога-творца в монотеистич. религиях) ; 2) соц.-этич. религ. концепция, основан­ная на этих верованиях. В ранних формах религии идея В. наиболее отчетливо прослеживается в по­нятии табу, когда возмездие за нарушение культовых запретов, по убеждению первобытн. людей, неотвратимо следует в земной жиз­ни. В развитых религиях учение о В. тесно связано с нравств. концепцией добра и зла. В. рас­сматривается как божеств, устано­вление, при этом осн. упор уже делается на посмертное В. Люди делятся на праведников, накапли­вающих в течение земной жизни добрые дела и следующих „заве­ту , „закону божьему , дхарме, шариату и т. д., за что им угото­вано блаженство „за гробом , и  грешников,  нарушающих  их, к-рые соответственно будут нака­заны за это в потусторонней жиз­ни. В христианстве и исламе раз­работаны учения о рае для пра­ведников и аде для грешников. В иудаизме представления о рае и аде весьма туманны; там идея В. связана с приходом мессии, воскресением умерших, установ­лением тысячелетнего царства и благодатной жизни в нем для всех праведников. В буддизме В. выступает в виде закона кар­мы, согласно к-рому перерожде­ние человека в будущей жизни зависит от его поступков в на­стоящем перерождении: всякое отклонение от пути дхармы ве­дет к понижению будущего соц. статуса. Однако в развитых ре­лигиях сохранилась и идея при­жизненного В., выступающего в качестве кары божьей, обру­шивающейся в виде возможных несчастий на отд. человека, на­род, страну, все человечество, а также в виде наказания, нала­гаемого церковью (синагогой, об­щиной) на верующего за нару­шение им правил религ. поведе­ния, ересь, вольнодумство и т. п.

ВЫДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОС­ПОДНЯ - христ. праздник; в пра­вославии относится к двунадеся­тым праздникам и отмечается 14 (27) сентября. По христ. версии, установлен в память „обре­тения матерью римск. императо­ра Константина Еленой в 4 в. кре­ста, на к-ром якобы был распят Иисус Христос. После „обрете­ния этот крест был „воздвиг­нут на горе Голгофе близ Иеру­салима. Впоследствии на месте, где он был „найден , сооружен храм, освящение к-рого состоя­лось 13 сентября 335. Установле­но, что история с „обретением креста является вымышленной, рассказы о ней появляются лишь в кон. 4 - нач. 5 в. В это же время в христ. церкви складывается праздник В. к. г., осн. идея к-рого в том, что человек, подобно Хри­сту, проходит в жизни „крестный путь , ведущий его к спасению. В праздничных проповедях под­черкивается роль креста, необхо­димость для каждого верующего нести свой крест, как это некогда делал Иисус, внушается мысль о том, что люди должны всецело полагаться на волю спасителя. В народе праздник получил наз­вание медового спаса, т. к. на Руси по времени совпал со вто­рым сбором меда, события зна­чимого в крестьян, быту. По тра­диции мед освящался в храмах. Этот бытовой момент для мн. верующих играл более важную роль, чем религ. содержание праздника.

ВОЗНЕСЕНИЕ - праздник правосл. церкви, относящийся к т. н. двунадесятым. Отмечается на 40-й день после пасхи. В основе его лежит миф о В. на небо Иисуса Христа, воскресшего после казни. Истоки его следует искать в веро­ваниях др. финикийцев, иудеев и др. народов, боги к-рых возно­сились на небо. Христианство использовало миф о В. для того, чтобы подчеркнуть божеств, при­роду Иисуса, убедить верующих в том, что сам факт его В. под­тверждает возможность воскресе­ния всех праведников после смер­ти. Празднование В. в христианст­ве впервые зафиксировано в 4— 5 вв. Канон же праздника установ­лен лишь в 8-9 вв.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - эпоха в исто­рии итал. (а под ее воздействием и европ.) культуры 14-16 вв., ознаменовавшая переход от сред­невековья к Новому времени. Ьудучи радик. переворотом во всех областях культуры, В. оказа­ло значит, воздействие и на эво­люцию религ. сознания, на раз­витие свободомыслия и атеизма. Гуманистич. мировоззрение В., в противовес ср.-век. теоцентриз-му, поставил в центр своего вни­мания взаимоотношения человека и мира. Гуманизм В. ориенти­руется прежде всего на земное предназначение человека, не под­чиняя его цели загробного спасе­ния и ставя на первое место гар­моничное всестороннее развитие личности; догматы первород. гре­ха и искупления если и не отверга­ются открыто, то не принимаются во внимание. Человек рассматривается как высш. создание бога, его деятельность - как продол­жение на земле божеств, творения. Его достоинство мыслители В. видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совер­шенствование человеч. цивилиза­ции, и в прирожденной ему свобо­де, понимаемой как свобода мо­рального выбора, влекущая за со­бой личную моральную ответствен­ность за его последствия. В отли­чие от религ. взгляда на человека, гуманизм В. считает человека способным к нравств. совершен­ствованию без содействия божеств. благодати. С полемикой вокруг человеч. идеала связана и гума­нистич. критика церкви как инсти­тута, критика нравов католич. духовенства, выходящая за рамки ср.-век. антиклерикализма. В. со­здает новую картину мира, тя­готеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению при­роды и человека. В творчестве наиболее радик. мыслителей позд­него В. натуралистич. пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи В. разрабатывают новое толкование христианства как изначально при­сущей всему человечеству „всеоб­щей или „прирожденной рели­гии, в к-рой обрядовые и вероис-повед. различия играют второстеп. роль, христианство получает преи­мущественно этич. истолкование, превращаясь в систему нравств. предписаний, в орудие мораль­ного совершенствования человеч. об-ва. В эпоху В. предпринимают­ся попытки создания этич. систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость, так и полезность для нравственности догмата о бес­смертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная науч. критика текстов св. писания, по­ложившая начало библ. критике. Мыслители В. выступили против веры в чудеса и дьявольские козни, выдвинув требование ес-теств.-науч., детерминист, объяс­нения непонятных явлений при­роды. Наиболее радик. мысли­тели В. считали религию чисто человеч. установлением, не со­держащим истины, но полезным для осуществления политич. гос­подства, для укрощения „грубого народа , хотя и ненужным для просвещенной элиты, руководст­вующейся в своем поведении тре­бованиями нравственности; в этом сказалась соц. ограничен­ность критики религии в куль­туре В. Свободомыслие В. вы­зывало резкие нападки со сто­роны ревнителей католич. орто­доксии, сыграв значит, роль в под­готовке более радик. свободо­мыслия и атеизма эпохи Просве­щения.

„ВОИНСТВУЮЩИЙ  АТЕИЗМ - орган Центр. Совета Союза во­инств, безбожников СССР, из­давался ежемесячно с января по декабрь 1931. В „В. а. публико­вались статьи по различным вопросам марксистского атеизма, критике бурж. теорий происхож­дения религии, истории атеизма и свободомыслия, а также об опыте атеистам, воспитания. Ре­дактором журнала был П. А. Кра­сиков.

ВОЙНЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - вооруж. столкновения, гл. цели к-рых выражаются в виде релит, требо­ваний — насаждения вероучения, обращения необращенных, полу­чения релит, свободы, восстанов­ления „чистоты первонач. прин­ципов религии, утверждения но­вых вероисповед. „истин , защи­ты „старой веры, спасения „бра­тьев-единоверцев , освобождения „святынь данной религии, защи­ты или разрушения каких-то церк. институтов и т. д. В. р. велись меж­ду гос-вами, этнич. группами (пле­менами, народностями, нациями), сословиями, классами. Хотя в воз­никновении В. р. и играет роль релит, конфликт, порождались они более глубокими соц. причинами, вытекали в конечном счете из противоположности экономим. и политич. интересов противобор­ствующих гос-в и групп. Всякая В. р. получала религ. санкцию, объ­являлась „св. войной . В. р. при­нимали форму как несправедл-, грабительск. войн, служивших про­должением политики эксплуатат. классов, так и справедл., к-рые были направлены против эксплуа­тации, соц. и нац. угнетения. В. р. характерны для периода ра-бовлад. формации, для феод, об-ва. При капитализме процесс секу­ляризации охватывает и военную идеологию; формулировка воен­ных целей и притязаний осво­бождается от религ. оболочки, хотя религ. орг-ции, как прави­ло, освящали захватнич., империалистич., колониальные и др. войны.

„ВОЙОВНЫЧИЙАТЕИЗМ - см. „Людина i cвіт .

ВОЛХВОВАНИЕ - то же, что ма­гия, чародейство, колдовство, ве­довство. У др. славян В. - магич. действия, совершаемые волхвами (они же баяльники, ведуны, ве­щие, кудесники, чародеи). В др.-рус. лит-ре кроме В., практикуе­мого места, рус. волхвами, упоми­нается также В., традиционно при­писываемое волхвам древности, напр. Аполлонию Тианскому, Си­мону-волхву и др. Церковь осуж­дает В., внушая, что оно совер­шается при помощи нечистой си­лы. Противопоставление языч. В. церк. таинствам несостоятельно, т. к. в основе того и другого лежат ложные религ. представления.

ВОЛХВЫ - 1) у народов Др. Во­стока мудрецы, предсказывавшие по звездам судьбу человека; 2) у др. славян - колдуны, чародеи, прорицатели.

ВОЛЬНЕЙ (Буажире Константен Франсуа, 1757-1820) - франц. просветитель, историк, политич. деятель. Подверг критике религ. учение, религ. нравственность, ре-акц. роль духовенства, религ. фа­натизм. Стремился дать науч. объяснение происхождения и эво­люции религии. Вместе с Дюпюи выдвинул т. н. астральную теорию происхождения религии, согласно к-рой мысль о суще­ствовании богов возн. в человеч. сознании на основе наблюдения за движением небесных светил. Разделяя с др. просветителями представление о страхе, невежестве и обмане как осн. источниках религии, В. пытался выявить ее соц. природу, связав религ. пред­ставления с условиями жизни людей.

ВОЛЬНОДУМСТВО - проявление критич. отношения к господств, идеям и нередко - к соц.-поли­тич. порядкам. Термин „В. поя­вился в России в 18 в. и озна­чал критич. отношение к хри­стианству. Вольнодумцами пред­ставители офиц. идеологии на­зывали критиков самодержавия и православия, вкладывая в по­нятие „В. резко отриц. этим, смысл. Ныне сфера применимо­сти термина „В.” ограниченна: он используется в науч. и худож. лит-ре, как правило при харак­теристике скептич. отношения к религии и соответственно к ре­лиг. учреждениям в эпоху господ­ства религии.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) - франц. философ-просветитель и поэт, критик фео­дализма и освящавшей его церкви, деист. Автор ярких разоблачит, характеристик традиц. религ. веро­ваний и деятельности церкви. Отстаивая права разума, отверг церк. учение об откровении, высту­пал против подчинения науки и философии интересам религии. Вслед за Спинозой раскрыл историч, происхождение библ. книг, указал на имеющиеся в них проти­воречия. Происхождение религии объяснял гл. обр. невежеством и обманом. Среди аргументов В. против религии и церкви выделя­ется указание на их соц. вред: от­влечение людей от полезного тру­да, распространение духа вражды и взаимной ненависти на почве религ. фанатизма и т. д. Вместе с тем В. считал целесообразным сохранить веру в бога как осно­вание нравственности для сдержи­вания народных масс от посяга­тельства на собственность и инте­ресы имущих классов.

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО - так назы­валось религ. и политич. свободо­мыслие вт. пол. 18 - нач. 19 в. в России в дворянск. и бурж. историографии, передовая рус. эществ. и филос. мысль этого периода рассматривалась как под­ражание идеям Вольтера и др. франц. просветителей. В действи­тельности возникновение и раз­витие антифеод., антикрепостн., антиклерик. идей передовых рус. мыслителей (П. П. Поповского, С. Е. Десницкого, Д. С. Аничкова, И. Я. Третьякова, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, Н. И. Новико­ва, Д. И. Фонвизина и др.) было обусловлено соц.-экономич. и об­ществ.-политич. условиями России того времени. „Нельзя забывать, - подчеркивал В. И. Ленин, - что в ту пору, когда писали просвети­тели XVIII века (которых обще­признанное мнение относит к во­жакам буржуазии), когда писа­ли наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к бо,рьбе с крепостным правом и его остат­ками (т. 2, с. 520). Большин­ство рус. мыслителей стояло на стихийно-материалистич. позици­ях, облеченных в форму деизма. В объяснении явлений обществ, жизни придерживались теории „естеств. права и „обществ, до­говора .

„ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА - 12 сборников, изданных в 1950-1964 сектором истории религии и атеизма Ин-та истории Академии наук СССР по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича. Опубликовано св. 100 статей по всеобщей истории религии, истории свободомыслия и ате­изма, особенно в царской Рос­сии, о совр. религии и церкви за рубежом, о преодолении религ. пережитков в СССР, а также архивн. документы, материалы конкр.-социологич. исследова­ний религии в СССР.

„ВОПРОСЫ НАУЧНОГО АТЕИЗ­МА - периодич. (два выпуска в год) издание Ин-та науч. атеиз­ма Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Издается с 1966. Осн. задача - разработка актуальных проблем теории и практики науч. атеизма, анализ и обобщение опы­та науч.-атеистич. воспитания, кри­тика бурж.-клерик., реформист­ских и ревизионистских искаже- ний положения атеизма и религии в странах социализма. Часть вы­пусков носит тематич. характер.

ВОРОНАЕВЦЫ („христиане еванг. веры - ХЕВ) - одно из наиболее распространенных направлений пя­тидесятников в СССР. Название связано с именем миссионера И. В. Воронаева (И. П. Черкасова), к-рый в 1921 в Одессе организо­вал общину своих последовате­лей. Характерные черты учения В. - признание божеств, троицы, необходимости „крещения св. ду­хом с достижением глоссолалии, „духовных даров („харизм ), способности к пророчествам, исце­лению и т. д., а также экстатичес­кий характер религ. культа, омо­вение ног перед хлебопреломлением. В 1945 группы В. присое­динились к Союзу еванг. христи­ан-баптистов („Августовское сог­лашение ), но в 1947 часть из них во главе с А. И. Бидашом порвала с ВСЕХБ, стала дейст­вовать нелегально. Среди незаре­гистрированных общин В. сильны проявления религ. фанатизма и экстремизма, антиобществ, настроений, их члены отрицают действующее законодательство о религ. культах, отказываются от регистрации, призывают молодежь к отказу от службы в рядах Со­ветской Армии, запрещают детям ходить в кино, смотреть телеви­зор, читать худож. лит-ру. Часть общин В., признающих сов. зако­ны, зарегистрирована на автон. началах. Осн. масса В. находится на Украине, в Белоруссии, Мол­давии, Казахстане, в ряде облас­тей РСФСР.

ВОРОНИЦЫН Иван Петрович (1885-1939) - сов. исследователь истории свободомыслия и атеиз­ма, автор фундамент, работы „Ис­тория атеизма (1928-1930), со­держащей большой фактич. мате­риал. Несмотря на нек-рые допу­щенные ошибки, труд В. сыграл значит, роль в период становления массового атеизма в СССР.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - еженедельный христ. праздник, установленный в честь мифич. воскресения Иисуса Христа. Семидневная неделя восходит к халдейско-вавилон. астрономия, исчислениям, она бы­ла заимствована др. иудеями, к-рые отмечали в качестве празд­ничного дня субботу в честь окон­чания божеств, творения мира. Суббота праздновалась и в первонач. христианстве. Отмежевав­шись от иудаизма, христиане ста­ли . отмечать как праздник пер­вый день недели, в к-рый якобы произошло воскресение Иисуса Христа.

ВОСТОРГОВ Иван Иванович (1867—1918) — протоиерей, один из организаторов черносотенного „Союза русского народа . Издавал ряд промонархических газет и жур­налов, большое количество по­громных брошюр „для народа . В. выдвинул лозунг „борьбы с со­циализмом как основной задачи духовенства.

ВСЕЕДИНСТВО - центр, идея религ.-филос. учения В. С. Соло­вьева и его последователей. В он-тологич. аспекте В. представляет нерасторжимое единение творца и бессмертной души человека; в гносеологич. отношении В. вы­ступает как „цельное знание , представляющее неразрывную вза­имосвязь эмпирич. (науч.), рацио-налистич. (филос.) и мистич. (религ.-созерцат.) знания, достигае­мого не в результате познават. деятельности, а верой, интуицией. В аксеологии В. центр, место за­нимает абсолют, ценность истины, добра и красоты, соответствую­щих 3 ипостасям божеств, троицы. Мир как завершенная система обусловлен В., т. е. богом. Осн. задачей концепции В. было фор­мирование и упрочение христ. миропонимания на основе обнов­ления религии.

ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС - мате­риальный мир в целом, все неис­черпаемое многообразие видов движущейся материи.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - соб­рания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии   с   установленной  про­цедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероуче­ния   и   культа,   формировались канонич. нормы и богослуж. пра­вила, оценивались различные бо-госл.   концепции,   определялись способы борьбы с ересями, Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант. императоров, нередко  председательствовавших на них и придававших их решени­ям статус гос. законов. I В. с. - Никейский (325) - принял в пер­вой редакции ,.символ веры , осу­дил арианство как „безбожную ересь , определил время праздно­вания пасхи, выработал 20 кано­нов, в т. ч. о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского мит­рополитов. II В. С. -    Константи­нопольский (381) - был собран для уточнения Никейского „сим­вола веры и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савел-лиан, маркеллиан и др. II В. с. вы­работал формулу троичности бога, канонизировал   „символ  веры , а также утвердил правила, одним из к-рых Константинопольскому патриарху вслед за Римским пре­доставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой Кон­стантинопольской церкви был ут­вержден Григорий Богослов. III В.с. - Эфесский (431) - прохо­дил в обстановке ожесточенной борьбы  церквей  за первенство. Собор     осудил    несторианство и признал деву Марию богороди­цей. В 449 был созван в Эфесе новый  собор,  названный затем „разбойничьим , на к-ром Алек­сандрийский   патриарх   Диоскор принудил церкви признать монофизитство. IV В. с.   -  Халкидонский (451) - осудил монофизитство александр. богосл. школы и антиох. несторианство; признал первенств,  роль в христианстве Константинопольского патриарха. Была   утверждена  формула  об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущ­ном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в са­мостоят,  церковь.  V В. с.  -  II Константинопольский (553) - был созван для одобрения эдикта им­ператора Юстиниана I, осудивше­го „трех глав , т. е. 3 богосло­вов  -  Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдес-ского, не считавших Христа бого­человеком, а Марию - богома­терью, не признававших решений Халкидонского собора и поддер­живавших  несторианство.  Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. - III Константи­нопольский (680-681) - осудил как  ересь монофизитство,  вос­становил мир с папством, нару­шенный в сер. 7 в. арестом и ссыл­кой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Кон­стантинополе был созван собор, получивший название Пятошесто-го, т. к. его решения дополняли решения V и VI   В. с. VII В. с.   - II Никейский   (787)   -   осудил иконоборчество и утвердил оп­ределение о почитании икон и кре­ста. В 869-870 состоялся IV Кон­стантинопольский собор, выявив­ший острые противоречия между зап.-христ. и вост.-христ. церква­ми. Его решения, направленные против церк. политики константи­нопольского патриарха Фотия, бы­ли отменены V Константинополь­ским собором 879-880. Правосла­вие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константи­нопольский собор по-разному: ка­толицизм признает его VIII В. с, а православие не признает. После разделения   церквей   общехрист. соборы не проводились, хотя ка-толич. церковь называет вселен­скими  созываемые ею  соборы. В  12 в. состоялись 3 собора  (I. II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерк. вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В  13 в. было также 3 собора: IV Латеранский - 1215, I Лионский - 1245, II Лионский - 1274. IV Латеранский собор утвер­дил ок.  70 предложений папы, в т. ч. решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амальрикан.    XV   В. с.  -   Вьеннский (1311-1312) - известен суровы­ми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггар - дов и др. еретиков. XVI В. с. -Конетанцский собор, открывший­ся в 1414, - принял декреты о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в посто­янный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва В. с. Собор известен также расправой над л. Гусом и Иеро-нимом Пражским. XVII В. с. дей­ствовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято на­зывать Базельско-Флорентийским. Собор содействовал окончательно­му разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Фло­рентийская уния католич. и пра-восл. церквей, отвергнутая пра­вославием. XVIII В. с. - V Латеранский - состоялся в 1512— 1517. XIX В. с. - Тридентский (1545-1563) - проходил в обста­новке значит, успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор ут­вердил догматы о первород. грехе, о чистилище, о приоритете пап­ской власти перед авторитетом В. с. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма, со­ставлено т. н. Тридентское испове­дание веры - текст церк. прися­ги. XX В. с. - I Ватиканский (1869-1870) - провозгласил дог­мат о непогрешимости папы. XXI В. с. - II Ватиканский (1962-1965) - принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе курии римск. и о задачах церкви в совр. мире.

ВСЕМИРНАЯ ИСЛАМСКАЯ ЛИ­ГА (ВИЛ) - международ, ислам, орг-ция, объединяющая крупных мусульм. деятелей различных рай­онов мира и стран. Основана в 1962, резиденция - в Мекке. Высш. орган - Учредит, совет, в к-рый входят 54 религ. деяте­ля. Фактическим руководителем является ген. секретарь, обычно избираемый из числа богословов Сауд. Аравии. Орг-ция имеет целью „распространение ислам, учения во всем мире . Издает еженедель­ную газету на араб, языке “Ахбар аль-АлаМ аль-Ислами („Известия исламского мира ) и журнал „Рабита аль-Алам аль-Ислами (на араб, и англ. яз.). Ведет широ­кую миссионерскую деятельность. Более чем в 10 странах имеет фи­лиалы. ВИЛ претендует на роль руководящего центра всех между­народ, неправительственных ис­лам, орг-ций. Созванная по ее ини­циативе международ, конферен­ция ислам, орг-ций мира (Мекка, 1974) учредила Высш. комитет по координации деятельности ислам, орг-ций земного шара, а Всемирн. конференция ислам, средств мас­совой информации (Джакарта, 1980) - Верх, совет мусульм. средств массовой информации (с резиденцией в Мекке). В обе­их орг-циях руководители ВИЛ занимают ведущие позиции. ВИЛ неоднократно принимала резолю­ции, призывающие последователей ислама и пр-ва мусульм. стран бо­роться против учения науч. комму­низма и коммунистов, против гос-в социалистич. ориентации. Имеет статус неправительственной кон­сультативной орг-ций при ООН.

ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИ­СТОВ (ВББ) - международ, ре­лиг. орг-ция, имеющая целью „рас­пространение учения Будды и ус­тановление взаимопонимания сре­ди буддистов, проживающих в раз­личных частях планеты . Создана в 1950. Резиденция в Бангкоке (Таиланд). Высш. орган - Ген. ассамблея, исполнит, орган - Ис­полнит, комитет. Издает бюлле­тень „W. F. В. Review , книги и брошюры по буддизму. Под влиянием масс верующих и про-грес. элементов, входящих в орг-цию, в ряде документов, приня­тых ВББ, нашли отражение идеи борьбы за мир, за ядерное разо­ружение, за решение спорных воп­росов между госвами путем пере­говоров.

ВСЕМИРНЫЙ ИСЛАМСКИЙ КОН­ГРЕСС (ВИК) - международ, ис­лам орг-ция, объединяющая му­сульм. деятелей мн. стран. Осно­вана в 1926 в Мекке. Резиденция в Карачи. Специализируется на разработке ислам, социальных концепций. Выступала с инициатива­ми создания особых орг-ций для межгос. сотрудничества мусульм. стран. Пропагандирует идеи прев­ращения ислама в самостоят, поли-тич. силу, „одинаково противо­стоящую как Западу, так и Вос­току . Издает еженедельник „The Muslim World , религ. лит­ру, рассчитанную гл. обр. на по­пуляризацию ислам, социальных идей. Имеет статус неправитель­ственной консультативной орг-ции при ООН.

ВСЕМИРНЫЙ  СОВЕТ  ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ)   -   руководящий   орган экуменич. движения. ВСЦ был соз­дан   путем  слияния  3  протест, движений   („Вера  и   порядок , „Жизнь и деятельность и Меж­дународ,   миссионерский   совет) на I ассамблее ВСЦ в Амстер­даме в 1948. Организаторы ВСЦ рассчитывали, что путем сравнит, изучения  вероисповед,  различий между церквами и кооперирова­ния в области практич. деятельнос­ти будет создано единое христ. объединение. Следующие ассамб­леи ВСЦ проходили в Эванстоне (США, 1954), в Нью-Дели (1961), в   Упсале   (1968),   в   Найроби (1975). IV ассамблея ВСЦ, в г. Упсала, провозгласила лозунг „об­новления религии. Эта тенденция была продолжена на V ассамблее ВСЦ в Найроби и особенно на экуменич. конференции по проб­леме: „Вера, наука и будущее в Массачусетсом технологич. ин-гс  (США, 1979), где с позиций фидеизма была дана оценка та­ким глобальным проблемам сов­ременности, как соц. и науч.-тех-нич. прогресс, экология, футуро­логия, мир и разоружение и др. Осложнившаяся международ, об­становка наложила отпечаток на характер  VI  ассамблеи ВСЦ в Ванкувере  (1983). В плане осн. темы ассамблеи „Иисус Христос - жизнь мира ее участники выс­казались за обуздание гонки во­оружений, предотвращение термо-ядерн. войны. Были приняты за­явления „О мире и справедли­вости ,  по  Ближнему Востоку, по Центральной Америке и др. В 1983 членами ВСЦ состояло св. 304 религ. объединений из 100 стран мира. По данным ВСЦ, он объединяет 440 млн. верующих. В него вошли и 6 религ. орг-ций, действующих в нашей стране: Рус. правосл. церковь, груз, правосл. церковь, армяногригор. церковь, лютеран, церкви Лат­вии и Эстонии, союз еванг. хрис­тиан-баптистов. Руководящие дея­тели ВСЦ стремятся примирить противоречия между двумя соц. системами. На деле же пропове­дуемое ими учение является утонченной апологетикой капита­ли стич. строя. Вместе с тем в вы­ступлениях отд. деятелей ВСЦ содержится реалистич. оценка важ­ных проблем современности, свя­занных с борьбой за мир, демокра­тию, соц. справедливость.

ВСЕМИРНЫЙ СОЮЗ СВОБОДО­МЫСЛЯЩИХ - международ, секулярист. орг-ция, основанная в 1880. В наст. вр. во В. с. с. вхо­дят нац. орг-ции примерно 10 ка-питалистич. стран с общим чис­лом членов св. 30 тыс. В 7 стра­нах В. с. с. издает свои периодич. издания. Согласно уставу, В. с. с. борется против религ. догматики и морали, политич. клерикализма, обскурантизма, за рационалистич. миропонимание, свободу совести, отделение церкви от гос-ва. Филос. и политич. позиции В. с. с. крайне пестры. Программа и дея­тельность В. с. с. отличаются бурж. ограниченностью, абстрактным гу­манизмом и просветит, иллюзия­ми. В. с. с. не поднимается до науч. атеизма, хотя и не отказы­вается от контакта с его пред­ставителями.

ВСЕНОЩНАЯ, всенощное бдение - церк. богослужение в правосла­вии, к-рое начинается после захода солнца и заканчивается часто после полуночи накануне воскресенья и больших церк. праздников. Восхо­дит к обычаям первонач. христиан совершать службу ночью.

ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ „ ЕВАН­ГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАП­ТИСТОВ (ВСЕХБ) - духовный и организац. центр церкви еванг. христиан-баптистов,   избираемый съездом; находится в Москве. ВСЕХБ осуществляет руководст­во старшими пресвитерами и пре­свитерианскими советами, избира­емыми верующими в республи­ках, краях и областях, готовит кадры через заочные библейские курсы (с 1968), имеет свой перио­дический печатный орган - жур­нал „Братский вестник , выходя­щий один раз в два месяца, выпу­скает Библию, сборники духов­ных песен, симфонии, календари на рус, нем., латышек., эстон., груз, и др. языках, осуществляет связи с зарубежными религ. орг-циями. Представители ВСЕХБ представляют верующих баптис­тов СССР в международ, религ. орг-циях, вместе с др. церква­ми выступают в защиту мира. Руководство ВСЕХБ стоит на позициях лояльного отношения к Сов. гос-ву, соблюдает законо­дательство о религ. культах. Оно выступает против обособленности орг-ции, предостерегает верую­щих от опасности „выродиться в замкнутую секту, отгородив­шуюся от всех других христ. тече­ний. Важное значение в деятель­ности ВСЕХБ имеет борьба за обеспечение единства орг-ции, преодоление трений между быв­шими баптистами и евангелиста­ми, между баптистами и пятиде­сятниками и особенно борьба с экстремист, деятельностью сто­ронников т. н. Совета церквей ЕХБ, с 1960 выступающих про­тив ВСЕХБ.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ - сфор­мулированное в христ. символе веры представление о будущем пришествии Христа на землю для страшного суда над живыми и мертвыми. Оно основывается на еванг. предсказаниях и является одним из гл. элементов христ. вероучения. Однако в евангелиях определенно говорится о том, что В. п. состоится при жизни одного поколения: „не прейдет род сей, как все сие будет (Матф. 24:34). Поэтому христ. церковь вынужде­на была внести коррективы в оп­ределение сроков В. п., отказав­шись от букв, толкования еванг. текста и перенеся В. п. в неопределенное будущее. Имевшие же место, напр., в адвентизме по­пытки обнаружить в библ. тек­стах „скрытые указания о вре­мени В. п. оканчивались прова­лом. В наст, в р. в большинстве христ. течений подобные попытки не предпринимаются. Богословы и проповедники предпочитают заяв­лять, что „о времени и часе В. п. никто не знает. Вера во В. п. все­гда служила и служит средством запугивания верующих, их полно­го подчинения церкви.

ВТОРОЗАКОНИЕ - пятая книга Ветхого завета, одна из сост. час­тей Пятикнижия. В. принято обо­значать буквой „Д , от греч. Deuteronomium. Состоит из 34 глав. За исключением глав 27, 31 и 34, В. написано от первого ли­ца. Гл. герой В. - мифич. Моисей. В. составлено и отредактировано разными авторами, вероятно в 7-6-м вв. до н. э. В Библии сохранил­ся рассказ, будто первосвящен­ник Хилкия на 18-м г. царство­вания Иосии, т. е. в 621 до н. э., нашел в Иерусалимском храме „Книгу закона (4 Цар. 22:8). Науч. анализом Библии уста­новлено, что „Книга закона ле­жит в основе В. Авторы В. про­поведуют генотеизм с его пред­ставлением о едином нац. боге Яхве для всех иудеев и едином центре для отправления иуд. культа.

ВУЛКАН (лат. Vulcanus, более др. - Volcanus) - италийский, позднее др.-римск. бог огня, пожаров, очага, покровитель куз­нечного дела и ремесел, связан­ных с использованием огня; ото­жествлялся с греч. богом ог­ня и кузнеч. искусства - Гефестом.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - название, данное классиками марк­сизма филос.-материалистич. тече­нию вт. пол. 19 в., к-рое характе­ризовалось упрощенной трактов­кой как материализма, так и филос. проблем в целом. Его со­здатели - К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт и Л. Бюхнер. В це­лом В. м. оставался на позициях механицизма, был недиалектичен; материя отождествлялась с веще­ством, сознание трактовалось как результат чисто биологич. процес­сов, но не как обществ, продукт. Молешотт склонялся к биологич. интерпретации всех обществ, яв­лений. Пролетарскому социализму В. м. противопоставлял „истинный социализм как итог усилий всех классов об-ва, среди к-рых посте­пенно распространяются естеств.-науч. знания - панацея от соц. зла. В критике религии В. м. не под­нялся выше предшествовавших бурж. атеистов. Причина религии усматривалась в „расстроенной фантазии в связи с полным незна­нием законов природы , в страхе перед подавляющими человека естеств. силами (Бюхнер). Преодо­ление религии связывалось с раз­витием естеств. наук. Ограничен­ная трактовка религии как только веры в бога привела Бюхнера к вы­воду о том, что буддизм, даосизм и конфуцианство являются атеис-тич. системами. В. м. был подверг­нут критике классиками маркси­зма.

ВУЛЬГАТА - см. Ветхий завет.

ВУНДТ Вильгельм (1832— 1920) - нем. философ и психолог. В теоретич. построениях стоял на идеалистич. позициях, но в то же время был одним из создателей эксперимент, психологии. В. собрал большой материал по истории мифов и религ. верований различ­ных народов.

ВУРДАЛАК - см. Упырь.

ВХОД ГОСПОДЕН В ИЕРУСА­ЛИМ - религ. праздник, к-рый Рус. правосл. церковь относит к числу двунадесятых. Отмечаемый в последнее воскресенье перед пасхой, он посвящен событию еванг. истории - въезду Христа в Иерусалим, жители к-рого при­ветствовали сына божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. Праздник был установлен церковью в 4 в. и использовался для внушения верующим мысли о необходимости „открыть серд­ца для принятия Христа, подоб­но тому как приняли его жители Др. Иерусалима. В народном быту праздник получил др. название - вербное воскресенье, ибо в России в его ритуале роль пальмовых вет­вей выполняли распускающиеся к этому времени ветки вербы. Кроме того, издавна существовало поверье, будто верба обладает ма-гич. свойствами: охраняет от злых духов, от всяких бед и напастей. - С вербой связан ряд праздничных обычаев. Освященные ее ветки хранились в жилищах верующих.

ВЬЕННСКИЙ СОБОР - см. Вселен­ские соборы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиозный прорыв

News image

Собравшиеся в небольшой комнате студенты старательно пишут короткие предложения на листках бумаги. «Это - священная зе...

Церковь и революция

News image

Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее св...

Словарь Атеиста:

ГОЛ - ГЯУ

ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789) - франц. философ-материа­лист, воинств, атеист. Осн. соч. -„Система природы (1770), в к-ром Г...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...