Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



БОГ - БЕЛ

Понятия и определения - Атеистический словарь

БОГОЧЕЛОВЕК - в религ. веро­учениях - бог, воплотившийся в человеке. Представления о Б. свойственны мн. религиям древно­сти и выражены в мифах об уми­рающих и воскресающих богах. В христианстве это Иисус Христос, к-рый является одновременно бо­гом-сыном и смертным человеком. Догмат о Б., зафиксированный в символе веры, призван подтвер­дить богосл. утверждения о бо­жеств, происхождении христиан­ства, о его абсолют, истинности как божеств, откровения, данного людям самим богом в образе че­ловека. Противоречивость догмата о Б. стала идейной основой различ­ных ересей: арианства, докетизма, монофизитства. В совр. протест, теологии Б. рассматривается как единство двух миров.

БОГОЯВЛЕНИЕ - второе назва­ние христ. праздника крещения. По словам христ. проповедников, этим названием подчеркивается, что при крещении Иисуса „было особое явление всех лиц божеств, троицы . Первоначально в христи­анстве 6 января (ст. ст.) отмечал­ся тройной праздник - рождество, крещение, Б. С 4 в. рождество бы­ло выделено в особый праздник, а Б., как и прежде, праздновалось 6 января. В наст. вр. лишь Армяно-григорианская церковь продолжа­ет отмечать Б. одновременно с рождеством.

БОДХИСАТВА (санскр., букв. - тот, чья сущность - знание) — со­гласно учению буддизма, существо, достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нир­вану, но отказывающееся от этого из-за любви и сострадания к жи­вым существам и стремления по­мочь им в спасении. В раннем буд­дизме Б. считался только Гаутама до того, как он достиг „просвет­ления и стал Буддой. Позднее будд, пантеон пополнился множе­ством Б. Махаяна считает, что каж­дый мирянин может стать Б. и, приобретя сверхъестеств. силы и возможности, отвечать на людские молитвы и заклинания, содейство­вать людям в преодолении муче­ний сансары. Наиболее почитаемые Б. махаяны: Манджушри (олицет­ворение высш. трансцендентной мудрости), Ваджрапани (олицетво­рение власти), Авалокитешвара (олицетворение добра), Майтрея. В ламаизме Б. составляют 4-й раз­ряд божеств.

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375) - итал. писатель-реалист, гу­манист. Вершина творчества Б. — „Декамерон (1350-1353). Одна из осн. тем книги - критика католич. церкви, осмеяние духовен­ства — монахов, папского двора. Проповеди христ. добродетели смирения и самоотречения Б. про­тивопоставляет философию подви­га во имя др. людей, во имя друж­бы, любви. Б. защищает право че­ловека на наслаждение земной жизнью. Перу Б. принадлежит ряд др. работ, в к-рых он закладывает основы гуманистич. науки о чело­веке: „О превратностях судьбы знаменитых людей (1355-1360), „О знаменитых женщинах (1360-1362), „Происхождение языческих богов (1350-1363).

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из 15 автокеф. правосл. церквей; образовалась в 9 в. Во время завоевания страны греками (10-12 вв.) и турками (14—19вв.) находилась в подчи­нении у Константинопольского пат­риарха, к-рый посылал в Болгарию греч. священнослужителей, дейст­вовавших в его интересах. В сер. 19 в. в связи с ростом нац. само­сознания Б. п. ц. стала открыто высказывать недовольство анти-болг. политикой Константинополь­ского патриарха и требовать при­знания своей самостоятельности. Однако патриарх отказался удов­летворить эти требования. Турец­кое пр-во, стремясь углубить эти противоречия, султанским фирма­ном от 1870 учредило независи­мый болг. экзархат во главе со старейшим болг. митрополитом и разрешило созыв синода под его же председательством. Хотя из­брание экзарха должно было со­вершаться с согласия султана, этот акт обеспечивал известную незави­симость Б. п. ц. Болг. экзархат не был признан Константинополем.

В ответ на это Б. п. ц. объявила о своем адм.-церк. отделении от Константинопольской церкви, к-рое Константинопольский патри­арх расценил как схизму. Схизма была снята с Б. п. ц. лишь в 1945, тогда же ей был возвращен статус патриархии. В 1953 Б. п. ц. получи­ла полную независимость - авто­кефалию. Во главе Б. п. ц. стоит патриарх. В Б. п. ц. имеется 11 епархий, 3720 храмов и часовен, 120 монастырей, духовная акаде­мия и духовная семинария. Б. п. ц. лояльно относится к социалистич. строю. С 1961 является членом Всемирн. совета церквей, выступа­ет за мир и сотрудничество между народами.

БОЛИНГБРОК Генри Сент-Джон (1678-1751) - англ. писатель и политич. деятель. В „Письмах об изучении и пользе истории (1735), ряде философских и публицистич. сочинений выступал с позиций де­изма, противопоставлял христиан­ству и др. вероисповеданиям, не­отделимым от суеверий и предрас­судков, „естественную религию , основанную на „универсальных принципах разума , настаивал на независимости нравственности от религ. убеждений, пропагандиро­вал идеи гуманизма и свободо­мыслия.

БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ - со­глашение между франц. королем Франциском I и папой Львом X, заключенное в 1516. Б. к. делал нек-рые уступки папе по сравне­нию с условиями, в к-рые он был поставлен Прагматической санк­цией 1438, установившей относит, самостоятельность церкви во Фран­ции, главенство церк. соборов над папами, особые права короля при назначении высш. духовенства. Согласно Б. к. папы сохраняли право быть верховной инстанци­ей церк. суда, были восстановле­ны аннаты. Б. к. умалчивал о пра­вах церк. соборов, но подтверж­дал право короля назначать на высш. церк. должности.

БОНАВЕНТУРА Джовани Фиданца (1221-1274) - итал. католич.  философ, генерал францисканского ордена, кардинал. Разви­вал идеи августиновского нео­платонизма, высш. формой позна­ния считал мистич. окстаз. Соз­данная Б. картина мира, его ор­тодокс, мистика были направлены против передовых идей, антифеод, движений. Канонизирован католич. церковью.

БОНЗА (от яп. „бодзу - свя­щенник, будд, монах, бритоголо­вый) - название, данное европей­цами будд, священникам в стра­нах Азии.

БОНХЁФФЕР Дитрих (1906-1945) - нем. протестант, теолог, участник движения Сопротивле­ния, казненный гитлеровцами. Осн. теологич. идеи были сформу­лированы им в письмах из тюрьмы в 1943-1944. Б. идет далеко в кри­тике традиц. религ. представлений. По его мнению, в совр. мире „бог, как моральная, политическая, естественнонаучная гипотеза, прео­долен и отброшен . Мир стал „со­вершеннолетним и не нуждается в идее бога. Б. является сторонни­ком безрелиг. христианства. Христианство должно отбросить идею потустороннего бога, отказаться от дуализма божеств, и человеч. Сущ­ность христианства, по Б., - в уче­нии о любви к ближнему. Это уче­ние должно реализоваться практи­чески в „делании справедливого для людей . Поэтому необходимо активное сопротивление силам соц. зла. Идеи Б. были восприняты мн. совр. теологами, в часта, предста­вителями теологии „мертвого бо­га , „теологии освобождения и т. п.

БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмит­риевич (1873-1955) - деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, публицист и ученый, соратник В. И. Ленина. Принял активное участие в Великой Октябрьской социалистич. революции, участво­вал в подготовке и проведении в жизнь ленинского декрета Об отделении церкви от государст­ва и школы от церкви. С 1946 Б.-Б. возглавлял Музей истории религии и атеизма в г. Ленинграде, ас 1947 - сектор истории религии  и атеизма в Ин-те истории АН СССР. Особое внимание уделял изучению крестьян, движений соц.-политич. протеста, выступавших в религ. оболочке, опубликовал „Ма­териалы к истории и изучению рус­ского сектантства , „Материалы по истории религиозно-обществен­ных движений в России , подго­товил для II съезда РСДРП доклад „Раскол и сектантство в России , одобренный В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, выпускал по реше­нию съезда спец. листок для сек­тантов „Рассвет (Женева, 1904) и др. Работы Б.-Б. по вопросам науч. атеизма собраны в „Избранных сочинениях , т. 1 (1959), и в книге „Избранные атеистические произ­ведения (1973).

БОССЮЭ Жак Бенинь (1627-1704) - франц. епископ, отстаи­вал представление об обществ, ис­тории как осуществлении бо­жеств, цели. В этой связи уделял большое внимание доказательству божеств, происхождения абсолют, монархии, обязанности и долгу верующих беспрекословно подчи­няться властям. Стал широко известен в связи с требованием к Ватикану о предоставлении авто­номии франц. католич. церкви. Критику реакц. воззрений Б. дали франц. просветители 18 в., в пер­вую очередь Вольтер.

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария (р. 1902) - швейц. философ-неотомист, доминиканец, антиком­мунист. Для работ Б. характерна фальсификация теории и практики социализма. Однако рост влияния идей научного коммунизма выну­дил Б. признать целесообразным диалог с марксистами. В своих филос. произведениях Б. дает религиозно-идеалистич. трактовку коренных филос. проблем. Вся ис­тория философии, с т. зр. Б., гово­рит в пользу истин. религии. Сов­рем. наука, утверждает Б., помо­гает лучше понять филос. учение неотомизма о путях постижения бога.

БОЭЦИЙ, Аниций Манлий Севе­рин (ок. 480-524) - рим. философ, теолог и поэт, представитель теистич. ориентированного объек-тивн. идеализма. Он эклектич. сочетал аристотелизм, платонизм и неоплатонизм с принципами христианства. Общефилос. идеи Б. нашли отражение в его теологич. произведениях „О святой троице , „О католической вере и др. Осн. филос. труд Б. - „Утешение фи­лософией . Филос.-теологич. воз­зрения Б. оказали значит, влияние на средневек. философию и фило­софию Возрождения. Бог, в пред­ставлении Б., это бог-личность, лю­бящая свой мир, пожелавшая соз­дать человека по своему образу и подобию и внемлющая его мо­литвам. Задолго до Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского Б. сформулировал несколь­ко доказательств бытия бога и при­менял логику Аристотеля к тео­логич. проблемам. Философия, с т. зр. Б., будучи служанкой теологии, должна сохранять от­носит, независимость.

БРАК ЦЕРКОВНЫЙ - брачный союз, освященный и санкциониро­ванный церковью именем божьим. По утверждениям церковников, только Б. ц. гарантирует проч­ность, счастье и благополучие се­мьи. Б. ц. служит средством воз­действия церкви на молодежь и семьи верующих. В различных религиях вступление в брак со­провождается установл. ритуалом, специально разработанными для этого обрядами. В католицизме и православии совершение брака считается таинством.

БРАКА ТАИНСТВО - одно из семи таинств в католич. и правосл. церквах, к-рое совершается при заключении брака церк. Б. т. ут­вердилось в христианстве позднее др. таинств. Его ритуал сложился лишь в 16 в. По учению церкви, будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение Б. т. „благодать чистого единоду­шия к благословенному рожде­нию и христ. воспитанию детей . Т. о., сам бог якобы оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридич. или экономич., а нравств. элемент, к-рый тождествен религиозному. Поэто­му без совершения Б. т. невозмож­ны истинно нравстз. семейные от­ношения. В действительности же церковь всегда очень мало забо­тилась о нравств. стороне брака. Она освящала неравные браки, браки по расчету и т. п. Б. т. и по­ныне служит церкви средством влияния на семьи верующих.

БРАМИН - см. Брахман.

„БРАТСКИЙ ВЕСТНИК - жур­нал Всесоюз. совета еванг. хрис­тиан-баптистов, издаваемый с ок­тября 1944. Периодичность - шесть номеров в год. Осн. задачу журнала руководство ВСЕХБ видит в „правильном воспитании чле­нов церкви „как с духовной, так и с гражданской точки зре­ния („Б. в. № 3, 1969, с. 65).

БРАТСТВА - 1) широко распро­страненные с 11-12 вв. в ср.-век. Европе религ. объединения и союзы взаимопомощи, тесно примыкавшие к цеховым корпора­циям. Б. группировались вокруг к.-л. церкви и объединяли ремес­ленников определенной профес­сии, имели свои уставы. Б. часто становились очагами религ. свобо­домыслия и ересей. Преследуемые католич. церковью, они превра­щались в тайные орг-ции. С уси­лением абсолютизма Б. распадают­ся; 2) нац.-религ. и просветит, обществ, орг-ции 15—18 вв. при правосл. церквах Украины, Бело­руссии, Литвы, Чехии. Б. боролись за нац.-культурн. независимость укр. и белорус, народов; 3) клерик. орг-ции в России, созданные по закону 1864 для борьбы со ста­рообрядчеством и сектантством; занимались также миссионерст­вом; 4) нек-рые монашеские ор­дены.

БРАХМА - в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Виш­ну и Шивой божеств, троицу (тримурти). Первоначально Б. вы­ступал как высш. божество, тво­рец и управитель мира. В позд­нем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум др. членам троицы.

БРАХМАН (санскр.) - 1) пред­ставитель высш. варны и касты в Индии, профес. жрец в брахма­низме и индуизме. Б. монополи­зировали изучение и толкование древнейших литературно-религ. памятников Сев. Индии - вед и культовую деятельность; 2) в ре­лиг.-филос. идеалистич. учении ве­данты - безликое божество, абсо­лют, являющийся якобы единств, реальностью, лежащей в основе иллюзии мира.

БРАХМАНИЗМ - религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведич. ре­лигии в период становления ран­него рабовладения. В св. лит-ру Б. входят Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, арньяки, Упанишады). Б. давал религ. обоснование делению об-ва на вар­ны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повинове­ние брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхар­мы своей варны, соблюдение пред­писываемых данной варне обря­дов. Все это якобы создает благо­приятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конеч­ном счете - к слиянию с высш. абсолютом - богом-творцом Брах­мой, ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение же требо­ваний дхармы приводит к несчаст­ливым перерождениям. В Б. сохра­нилась вера в осн. богов ведич. религии, хотя нек-рые их функции изменились, отражая клас. рассло­ение об-ва.

„БРАХМО САМАДЖ („Общест­во Брахмы ) - бурж. религ.-ре­формат, об-во в Индии, организо­ванное (1828) выдающимся инд. просветителем 19 в. Раммоханом Раем. Активными членами „Б. С. были дед и отец Рабиндраяата Та­гора. Цель „Б. С. - объединение передовых сил складывавшейся бурж. нации, подъем культурн. уровня страны, борьба за уничто­жение кастовых, расовых, религ. и др. перегородок, за реформу общего образования. Членами „Б. С. были составлены учебники географии, астрономии, геометрии, грамматики и т. д. Средством об­ществ, переустройства на бурж. на­чалах („по типу Запада ) руко­водители „Б. С. считали реформи­рованную религию в духе моно­теизма, к-рая должна быть единой, общей, „универсальной и пред­ставлять собой синтез „прогресс, сторон индуизма, ислама, хри­стианства. Проповедь реформатор­ских идей „Б. С. сыграла видную роль в развитии обществ, жизни Индии, ее лит-ры, науки и куль­туры. В 20 в. ,,Б. С. выродилось в ряд более мелких идейн. направ­лений и об-в.

БРЕВЕ (от лат. brevis - крат­кий) - послание папы римск. по вопросам второстеп. значения, отличающееся от буллы менее торжеств, формой. Б. скрепляется приложением папской печати, но подписывается не папой, а кардиналом-секретарем.

БРЕВИАРИЙ (лат. breviarium - сборник кратких текстов) — слу­жебник католич. духовенства, со­держащий короткие отрывки из Библии, соч. „отцов церкви , „житий святых , псалмы, молит­вы, гимны и др. тексты, употреб­ляемые при богослужении. Б. со­стоит из 4 частей (соответственно временам года) по 4 главы в каж­дой.

БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ (лат. unio - союз) - объединение правосл. церкви на Украине ив Бе­лоруссии с католич., организацион­но оформленное в 1596 на соборе в г. Бресте. По условиям Б. ц. у. правосл. церковь подчинилась па­пе римск. и приняла католич. дог­матику, сохранив правосл. обряд­ность. Религ. подоплекой Б. ц. у. было стремление Ватикана расширить свою экспансию на правосл. восток, а соц.-политич. - стрем­ление польск. феодалов закрепить свое господство на Украине и в Бе­лоруссии, расторгнув с помощью унии союз укр. и белорус. наро­дов с братским рус. народом. Трудящиеся массы Украины и Белоруссии оказали Б. ц. у. решит, противодействие. Все антифеод, выступления 17-18 вв. были нап­равлены не только против польск. феодалов, но и против привер­женцев Б. ц. у. как поборников нац.-религ. гнета. Плодом Б. ц. у. явилась униат, церковь, защищав­шая интересы Ватикана и дейст­вовавшая вразрез с интересами укр. и белорус, народов. Руководи­тели униат, церкви до Октябрь­ской революции добивались рас­пространения униатства в России, а после ратовали за отторжение Украины от Сов. Союза, разжига­ли бурж.-националистич. настрое­ния. В годы второй мировой вой­ны они тесно сотрудничали с гитле­ровцами, чем окончат, скомпро­метировали себя в глазах верую­щих. В марте 1946 собор уни­ат, духовенства, собравшийся в г. Львове, принял решение о ликвидации Б. ц. у. и переходе всех бывших униат, приходов в состав Рус. правосл. церкви. Ва­тикан не признал этого решения и поныне продолжает поддерживать последыша Б. ц. у. - эмигрант­скую укр. католич. (униат.) цер­ковь.

БРОС Шарль де (1709-1777) - франц. просветитель, энциклопе­дист. В книге „О культе религиоз­ных фетишей (1760) доказывал, что фетишизм, проистекающий от страха и невежества, - древней­ший и необходимый этап развития всех религий. Б. выступает против приписывания понятий „бог , „дух религ. верованиям перво-бытн. народов, т. к. это „наши слова, имеющие гораздо более позднее происхождение и более абстрактные. Б. одним из первых применил историч. метод в иссле­довании ранних форм религии.

„БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНА­ЧАЛЬНОЕ  ХРИСТИАНСТВО    - работа Ф. Энгельса, написанная для газеты „Der Sozialdemokrat в апреле 1882 по поводу смерти Бауэра. Несмотря на разрыв с Б. Бауэром в результате его политич. эволюции вправо, к апо­логии прус, монархии, и фило­софской - к субъективному идеализму, Маркс и Энгельс продол­жали следить за его работами по критике Нового завета и исто­рии раннего христианства и высо­ко их оценивали, что нашло свое выражение в статье Энгельса. Отмечая, что „официальные тео­логи... списывали у него и поэто­му единодушно его замалчивали , Энгельс утверждает, что Бауэр „стоил больше, чем все они, вместе взятые, и сделал больше их всех в вопросе... об истори­ческом происхождении христиан­ства (Соч., т. 19, с. 306) и в выяс­нении того, как и почему народные массы Римск. империи предпочли христианство др. распространен­ным тогда религиям. В результате проделанного Бауэром анализа евангелий, отмечает Энгельс, в их содержании „не осталось почти абсолютно ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное, - так что можно объ­явить сомнительным даже истори­ческое существование Иисуса Христа (с. 307). Указывая на „идеализм немецкого философа , к-рый „мешает ему ясно видеть и четко формулировать , Энгельс дает свое „понимание этого во­проса, основанное не только на работах Бауэра, но и на собст­венных исследованиях (с. 310). Он рассмотрел вопрос о времени и месте возникновения христианст­ва, раскрыл социальн. причины и условия его возникновения, по­казал его идейные истоки, проана­лизировал классовый состав пер­вых христ. общин, их социальн. требования и идейные установки. Энгельс показал, почему христиан­ство стало одной из мировых религий, превратившись затем в господств, идеологию. Работа Энгельса имеет огромное методологич. значение для научного ана­лиза религии.

БРУНО Джордано Филиппо (1548-1600) - итал. мыслитель, выступивший с учением о единст­ве и материальности Вселенной, подвергший критике религ. карти­ну мира, мн. христ. догматы. От­давая дань пантеизму, отрицал наличие бога, творца и управителя мира. Развивал гелиоцентрич. систему Н. Коперника, выдвинул по­ложение о множественности оби­таемых миров. Решительно отвер­гал представления о существова­нии загробной жизни. В религии Б. видел силу, порождающую вой­ны, раздоры и пороки в об-ве. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, был арестован и сожжен на костре.

БУБЕР Мартин (1878-1965) - реакц. философ, проф. иуд. фило­софии и теологии Иеруеалимск. ун-та. Борясь с марксистской философией и атеизмом, развивал т. н. диалогич. философию, объяв­лявшую смыслом жизни человека „встречу и „диалог с богом пос­редством мистики хасидизма. От­стаивал идею „общечеловеч. цен­ности иуд. монотеизма и в.-з. этики. Свои религ.-философ, кон­цепции Б. объединял с бурж.-националистич. представлениями сионизма. Примыкал к религ. экзистенциализму, испытывал вли­яние филос. иррационализма и ми­стики. Идеи Б. популярны среди иуд. и др. теологов-модернистов на Западе. Осн. соч.: „Даниил (1913), „Я и Ты (1923), „Про­исхождение и сущность хасидизма (1960).

БУДДА (санскр. - просветленный, постигший высш. истину) - в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолют, совершенства и способ­ное указать другим путь к религ. спасению. В этом осн. широком значении Б. может стать каждое человеч. существо в результате накопления добродетелей и дости­жения понимания тщетности всех земных привязанностей. Будд, пан­теон насчитывает сотни различных будд. В более узком смысле Б. - имя основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы, прозванно­го после „просветления Буддой Шакья-Муни. Согласно легенде, он был сыном царя небольшого гос-ва, расположенного в среднем течении Ганга. Жена царя Махамайя родила его в результате непорочного зачатия. Став взрос­лым, Гаутама пришел к выводу о том, что всякое существование есть страдание. Уйдя в отшельни­чество, он через 7 лет „познал истину и начал ее проповедовать по городам и селам Индии. Осн. положения своего учения он изло­жил в бенаресской проповеди в форме „четырех благородных ис­тин . Его ученики составили пер­вую на земле монашескую общину. Умер он в 80-летнем возрасте. В 1956 буддисты торжественно отметили 2500-летие этого собы­тия. Вопрос о том, лежит ли в ос­нове составленных во 2-3 вв. н. э. „жизнеописаний Б. воспоминание о реальном проповеднике, еще не решен наукой. Несомненно лишь, что Шакья-Муни единоличным „создателем буддизма, каким его представляет будд, канонич. лит­ра, быть не мог.

БУДДИЗМ - одна из 3 мир. ре­лигий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и впослед­ствии распространившаяся в стра­нах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн. Востока. Последо­ватели Б. считают, что он явился результатом , проповеди Будды Шакья-Муни., В действительности его появление было вызвано важ­ными изменениями в инд. об-ве: разрушением родоплемен. связей и порядков, усилением клас. гнета и появлением крупных рабовлад. гос-в. Прежние племен, религии перестали отвечать новым обществ, условиям. Из множества религ. групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религ. спасения в 3 в. до н. э., при энер­гичной поддержке светской власти (императора Ашоки) складывает­ся более или менее единая будд, орг-ция (монашеская община - сангха) и догматика. Б. учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущест­вующему. Причина зла и страда­ний — привязанность человека и др. живых существ к восприни­маемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений (сансара). Любое человеч. чувство, страсть, жела­ние лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из „круговорота бы­тия , необходимо преодолеть неве­дение, познать сущность мира, от­казаться от жажды жизни, от стремления к жизнен, наслажде­ниям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходя­щий характер всего земного - лишь так можно вступить на ,,путь спасения . „Благородный восьмиричный путь спасения - это праведная жизнь, суть к-рой в постепенном преодолении в се­бе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной от­решенности, в к-рой нет уже места даже радости от перспек­тивы близкого спасения. Само спа­сение состоит в переходе из санса-ры в нирвану, в небытие. В раннем Б. на такое спасение мог рассчи­тывать лишь монах-отшельник. Ми­рянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он бу­дет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требо­ваний (панча-шила): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкого­ля. Учение Б. было выгодно гос­подств, классам, т. к. объясняло все земное зло, в т. ч. и эксплуа­тацию, виной самого страдающего, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (кар­му) , и выдвигало кротость и сми­рение в число гл. добродетелей, несущих избавление от страданий земного бытия. Значит, расцвета в Индии Б. достиг в Кушанском царстве (первые века н. э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму, и к 12 в. он почти исчезает из Индии, получая широ­кое распространение за ее преде­лами. Внутри Б. всегда велась борьба мн. сект и направлений. Наиболее др. формой Б. считают хинаяну. Др. направлением инд. Б. стал тантризм, или ваджраяна. За пределами Индии Б. распространился гл. обр. в форме махаяны. Тибете в 14—16 вв. сложился ламаизм. В форме чань - Б., воз­никшего в 5 в. в Китае, он полу­чил в сер. 20 в. популярность в бурж. странах Запада. В послед­ние десятилетия возн. ряд направ­лений необуддизма и метабуддизма. В наст. вр. будд, орг-ции в странах Азии играют самую различную соц. роль. Нек-рые из них активно участвуют в борьбе за нац. независимость, против ко­лониализма и неоколониализма. Создан ряд международ, будд, орг-ций.

БУДДИЙСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  - филос. содержание и обоснование будд, учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокоммен­тированных его учениками. Буд­дизм усвоил идею цепи перерожде­ний из др.-инд. религий. Путь от перерождения к перерождению об­рекает человека на страдания, изба­виться от к-рых можно, лишь дос­тигнув нирваны. Человек своими силами, без посредников, доброде­тельной жизнью, пройдя 4 ступени мудрости (став архатом), мо­жет прервать цепь перерождений и уйти в нирвану. Буддисты при­знавали реальность внешнего ми­ра и духовного мира человека, считая вместе с тем, что в мире нет ничего, кроме процессов ста­новления. Душа не является по­стоянной субстанцией и потому не может существовать вечно. Осн. содержанием учения его последо­ватели считали проповедь любви ко всему живому (в философии - сантана) и строгую подчиненность велениям ума: знания должны служить благочестивой жизни, они необходимы для избавления от страданий. После смерти Будды между его учениками произошел раскол. Часть их (направление хинаяна) придерживались традиц. взглядов, пытаясь, однако, при­дать учению строгую логич. после­довательность (филос. школы вайбхашиков и саутрантиков, пос­ледним присущи элементы диалек­тики). Др. направление, махаяна, реформировало все стороны будд, учения, придав Будде атрибуты божества, введя религ. обряды, поклонения, молитвы, отказалось от „восьмиричного пути , указав массам широкий и легкий путь спасения благодаря культу бодхисатв-наставников и пр. Рефор­матор буддизма и основатель шко­лы шунья-вада (мадхьямика) поэт Нагарджуна сформулировал идею единства материального и духов­ного мира на основе их иллю­зорности, развитую позднее Дхармопалой, Асангой (главой школы „йогачара ), философом Васабунду. Суть ее такова: существует сантана - поток сознательной жизни, к-рый состоит из комби­наций дхарм - элементов, един­ственной характеристикой к-рых служит их относительность, мгно­венность. Мир, состоящий из мгно­венных комбинаций мгновенных дхарм, является нереальным, ил­люзорным. Существование же предметного мира объясняется на­личием кармы (общей и индиви­дуальной) . Рождение и смерть также лишь мгновения в этом нескончаемом потоке мгновений. Нагарджуна считал, что шуньята (пустота) является абсолютной, истинной даже в сравнении с нир­ваной раннего буддизма.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - рус. экономист и философ-мистик. С 1923 - в эмиг­рации, в 1925-1944 - проф. дог­матики рус. богосл. ин-та в Пари­же. Б. эволюционировал от „ле­гального марксизма к религ. ми­росозерцанию. По мнению Б., куль­тура, соц. и нац. отношения, создаваемые помимо христ. идеа­лов, гибельны для человечества. Поэтому безрелиг. революции, про­исшедшие в России в 20 в., яв­ляются предвестием катастрофич. конца истории. Доминирующей в учении Б. стала идея боговоплощения, т. е. связи, посредству­ющего звена между богом и соз­данным им миром - софии. Софиология Б., носившая целиком мистико-мифологич. характер, из­ложена в работах „Свет невечер­ний (1917), „О богочеловечестве (1933-1945) и др.

БУЛЛА (лат. bulla - шарик) — в средние века круглая метал, печать, скреплявшая папские, ко­ролевские, императорские акты; так же называются наиболее важ­ные акты пап римск., содержащие обращения, постановления, распо­ряжения. Называются Б. по нач. словам их текста, написанного на лат. языке.

БУЛЬТМАН Рудольф (1884-1976) - нем. протест, теолог. В 20-е гг. примыкал к неоорто­доксии, впоследствии разошелся с К. Бартом и обратился к фило­софии экзистенциализма. Бог, по Б., не есть некая метафизич. сущ­ность, объект, внешний для чело­века. Бог существует лишь как неотьемл. коррелят человека. Его существование не доказывается рационально, а постигается „эк­зистенциально , в акте веры. Б. выдвинул концепцию „демифоло­гизации Нового завета. Б. счи­тает, что, поскольку совр. чело­век утерял веру в реальность библ. мифов, следует „демифо­логизировать христианство, т. е. интерпретировать христ. мифы не букв., а антропологически, экзис­тенциально, рассматривая их лишь как символич. образы, выражаю­щие отношение человека к богу. Б. оказал большое влияние на всю совр. христ. теологию.

БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Ис-маил аль-Джуфи (810-870) - мусульм. деятель, сыгравший зна­чит, роль в составлении ислам. св. предания - сунны. Состав­ленный Б. сборник „Аль-Джами ас-сахих считается самым авто­ритетным из ее 6 канонич. сбор­ников.

БУХМАНИЗМ - религ.-этич. уче­ние, отрицающее соц. природу антагонистич. противоречий капи­тализма и сводящее их причину к „моральному несовершенству личности.. Основатель Б. - амер. протест, священник Фрэнк Бухман (1878-1961). Религ. апология капитализма тесно связана в Б. с проповедью антикоммунизма, стремлением объединить на этой основе всех последователей христ. веры. Б. - воинств, клерик. дви­жение, имеющее свою международ, орг-цию - „Моральное перевоору­жение . Призывая следовать „че­тырем абсолютам (честность, чи­стота, самоотречение и любовь), эта орг-ция широко использует церк. и светские средства мас­совой информации для внедре­ния идей Б. в обществ, сознание. Реакц. деятельность „Морального перевооружения направляется ежегодными конференциями, а также 3 центрами, к-рые на­ходятся в США, Англии и Швей­царии.

„БХАГАВАДГИТА (санскр.-песнь богов) - входящий в состав „Махабхараты трактат, излагаю­щий основы брахманизма и ин­дуизма. Каждый человек, требует „Б. , должен выполнять свой долг (дхарму) в соответствии с той варной, к к-рой он при­надлежит. Гл. добродетелью яв­ляются смирение и покорность, терпение и самоотвержение, ахимса; однако в обязанности кшат­риев (воинов) может входить на­силие и даже убийство. Борьба со злом — удел бога, временами являющегося с этой целью на землю (аватара) . Лишь служение богу - Брахме - может привести к слиянию с ним, т. е. к спасению.

БХАКТИ (санскр., букв. - пре­данность, любовь к богу) - ре­лиг. течение в индуизме; на его основе развилось народное сек­тантское движение в Индии, гл. обр. в 12—17 вв. Б. провозглашало равенство людей перед богом, отрицало деление их на касты. Из Б. сформировался сикхизм.

БЫТИЕ - название первой книги Ветхого завета в рус. переводе Библии; в евр. оригинале она названа по первому слову текста „Берешит („В начале ), в пере­водах на новые языки - „Гене­зис („Происхождение ). Пер­вые главы содержат мифологич. историю сотворения мира и чело­века, грехопадения первых людей и изгнания их из рая, размноже­ния потомков Адама и Евы, всемирн. потопа, строительства вавилон. башни. Затем идут жиз­неописания праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Особо существен­ны в этой части книги: „обето­вание , данное богом Аврааму, а затем Исааку, „умножить их семя и сделать их потомство своим избранным народом; по­вествования о продаже Иосифа в егип. рабство, о поселении ев­реев в Египте. Синагогой и церковью книга Б. приписывается Моисею, как и остальные книги Пятикнижия. На самом деле текст книги Б. восходит к 3 источникам Пятикнижия: Яхвисту, Элохисту и Жреч. кодексу. Наиболее др. фрагменты ее относятся к 9 в. до н. э.

БЭКОН Роджер (ок. 1214-1292) - англ. философ и естест­воиспытатель. Был мон&хом-фран-цисканцем. Выступал против схоластич. умствования и слепого по­читания церк. авторитетов. Основу познания видел в опыте; целью развития науки считал овладение силами природы. Критиковал фе­од, порядки, невежество духовен­ства, предлагал развивать светское образование. Церк. властями был отстранен от преподавания в Окс­форде, пробыл ок. 14 лет в мо­настырской тюрьме.

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) - англ. философ, родоначальник англ. материализма. В трактате „Новый Органон (1620) и др. соч. утверждал, что целью науки яв­ляется познание природы, овладе­ние ее силами, требовал очище­ния разума от предрассудков и за­блуждений („идолов , или „приз­раков ). Б. разработал метод науч. индукции, развивал концеп­цию „двойственной истины , под­черкивал приоритет знания перед верой, выступал против схоластич. философии. В то же время Б. при­знавал бытие бога, существование особой разумной души. Однако объективно его учение было на­правлено против религ.-идеалистич. мировоззрения, вело к ма-териалистич. пониманию природы и человека.

БЭЛ, Бел (вавилонск. - Билу, греч. - Вил - владыка) - вавилоно-ассир. бог Земли. Соот­ветствует верховному шумерийскому божеству Энлилю, а также евр.-финикийскому Ваалу. В честь Б. проводились мистерии, в к-рых в образной форме раскрывалось содержание мифа о Б.: убийство божества и его воскрешение.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Словарь Атеиста:

ГОЛ - ГЯУ

ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789) - франц. философ-материа­лист, воинств, атеист. Осн. соч. -„Система природы (1770), в к-ром Г...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...