БОГ - БЕЛ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
БОГОЧЕЛОВЕК - в религ. вероучениях - бог, воплотившийся в человеке. Представления о Б. свойственны мн. религиям древности и выражены в мифах об умирающих и воскресающих богах. В христианстве это Иисус Христос, к-рый является одновременно богом-сыном и смертным человеком. Догмат о Б., зафиксированный в символе веры, призван подтвердить богосл. утверждения о божеств, происхождении христианства, о его абсолют, истинности как божеств, откровения, данного людям самим богом в образе человека. Противоречивость догмата о Б. стала идейной основой различных ересей: арианства, докетизма, монофизитства. В совр. протест, теологии Б. рассматривается как единство двух миров.
БОГОЯВЛЕНИЕ - второе название христ. праздника крещения. По словам христ. проповедников, этим названием подчеркивается, что при крещении Иисуса „было особое явление всех лиц божеств, троицы . Первоначально в христианстве 6 января (ст. ст.) отмечался тройной праздник - рождество, крещение, Б. С 4 в. рождество было выделено в особый праздник, а Б., как и прежде, праздновалось 6 января. В наст. вр. лишь Армяно-григорианская церковь продолжает отмечать Б. одновременно с рождеством.
БОДХИСАТВА (санскр., букв. - тот, чья сущность - знание) — согласно учению буддизма, существо, достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану, но отказывающееся от этого из-за любви и сострадания к живым существам и стремления помочь им в спасении. В раннем буддизме Б. считался только Гаутама до того, как он достиг „просветления и стал Буддой. Позднее будд, пантеон пополнился множеством Б. Махаяна считает, что каждый мирянин может стать Б. и, приобретя сверхъестеств. силы и возможности, отвечать на людские молитвы и заклинания, содействовать людям в преодолении мучений сансары. Наиболее почитаемые Б. махаяны: Манджушри (олицетворение высш. трансцендентной мудрости), Ваджрапани (олицетворение власти), Авалокитешвара (олицетворение добра), Майтрея. В ламаизме Б. составляют 4-й разряд божеств.
БОККАЧЧО Джованни (1313-1375) - итал. писатель-реалист, гуманист. Вершина творчества Б. — „Декамерон (1350-1353). Одна из осн. тем книги - критика католич. церкви, осмеяние духовенства — монахов, папского двора. Проповеди христ. добродетели смирения и самоотречения Б. противопоставляет философию подвига во имя др. людей, во имя дружбы, любви. Б. защищает право человека на наслаждение земной жизнью. Перу Б. принадлежит ряд др. работ, в к-рых он закладывает основы гуманистич. науки о человеке: „О превратностях судьбы знаменитых людей (1355-1360), „О знаменитых женщинах (1360-1362), „Происхождение языческих богов (1350-1363).
БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из 15 автокеф. правосл. церквей; образовалась в 9 в. Во время завоевания страны греками (10-12 вв.) и турками (14—19вв.) находилась в подчинении у Константинопольского патриарха, к-рый посылал в Болгарию греч. священнослужителей, действовавших в его интересах. В сер. 19 в. в связи с ростом нац. самосознания Б. п. ц. стала открыто высказывать недовольство анти-болг. политикой Константинопольского патриарха и требовать признания своей самостоятельности. Однако патриарх отказался удовлетворить эти требования. Турецкое пр-во, стремясь углубить эти противоречия, султанским фирманом от 1870 учредило независимый болг. экзархат во главе со старейшим болг. митрополитом и разрешило созыв синода под его же председательством. Хотя избрание экзарха должно было совершаться с согласия султана, этот акт обеспечивал известную независимость Б. п. ц. Болг. экзархат не был признан Константинополем.
В ответ на это Б. п. ц. объявила о своем адм.-церк. отделении от Константинопольской церкви, к-рое Константинопольский патриарх расценил как схизму. Схизма была снята с Б. п. ц. лишь в 1945, тогда же ей был возвращен статус патриархии. В 1953 Б. п. ц. получила полную независимость - автокефалию. Во главе Б. п. ц. стоит патриарх. В Б. п. ц. имеется 11 епархий, 3720 храмов и часовен, 120 монастырей, духовная академия и духовная семинария. Б. п. ц. лояльно относится к социалистич. строю. С 1961 является членом Всемирн. совета церквей, выступает за мир и сотрудничество между народами.
БОЛИНГБРОК Генри Сент-Джон (1678-1751) - англ. писатель и политич. деятель. В „Письмах об изучении и пользе истории (1735), ряде философских и публицистич. сочинений выступал с позиций деизма, противопоставлял христианству и др. вероисповеданиям, неотделимым от суеверий и предрассудков, „естественную религию , основанную на „универсальных принципах разума , настаивал на независимости нравственности от религ. убеждений, пропагандировал идеи гуманизма и свободомыслия.
БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ - соглашение между франц. королем Франциском I и папой Львом X, заключенное в 1516. Б. к. делал нек-рые уступки папе по сравнению с условиями, в к-рые он был поставлен Прагматической санкцией 1438, установившей относит, самостоятельность церкви во Франции, главенство церк. соборов над папами, особые права короля при назначении высш. духовенства. Согласно Б. к. папы сохраняли право быть верховной инстанцией церк. суда, были восстановлены аннаты. Б. к. умалчивал о правах церк. соборов, но подтверждал право короля назначать на высш. церк. должности.
БОНАВЕНТУРА Джовани Фиданца (1221-1274) - итал. католич. философ, генерал францисканского ордена, кардинал. Развивал идеи августиновского неоплатонизма, высш. формой познания считал мистич. окстаз. Созданная Б. картина мира, его ортодокс, мистика были направлены против передовых идей, антифеод, движений. Канонизирован католич. церковью.
БОНЗА (от яп. „бодзу - священник, будд, монах, бритоголовый) - название, данное европейцами будд, священникам в странах Азии.
БОНХЁФФЕР Дитрих (1906-1945) - нем. протестант, теолог, участник движения Сопротивления, казненный гитлеровцами. Осн. теологич. идеи были сформулированы им в письмах из тюрьмы в 1943-1944. Б. идет далеко в критике традиц. религ. представлений. По его мнению, в совр. мире „бог, как моральная, политическая, естественнонаучная гипотеза, преодолен и отброшен . Мир стал „совершеннолетним и не нуждается в идее бога. Б. является сторонником безрелиг. христианства. Христианство должно отбросить идею потустороннего бога, отказаться от дуализма божеств, и человеч. Сущность христианства, по Б., - в учении о любви к ближнему. Это учение должно реализоваться практически в „делании справедливого для людей . Поэтому необходимо активное сопротивление силам соц. зла. Идеи Б. были восприняты мн. совр. теологами, в часта, представителями теологии „мертвого бога , „теологии освобождения и т. п.
БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмитриевич (1873-1955) - деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, публицист и ученый, соратник В. И. Ленина. Принял активное участие в Великой Октябрьской социалистич. революции, участвовал в подготовке и проведении в жизнь ленинского декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви. С 1946 Б.-Б. возглавлял Музей истории религии и атеизма в г. Ленинграде, ас 1947 - сектор истории религии и атеизма в Ин-те истории АН СССР. Особое внимание уделял изучению крестьян, движений соц.-политич. протеста, выступавших в религ. оболочке, опубликовал „Материалы к истории и изучению русского сектантства , „Материалы по истории религиозно-общественных движений в России , подготовил для II съезда РСДРП доклад „Раскол и сектантство в России , одобренный В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, выпускал по решению съезда спец. листок для сектантов „Рассвет (Женева, 1904) и др. Работы Б.-Б. по вопросам науч. атеизма собраны в „Избранных сочинениях , т. 1 (1959), и в книге „Избранные атеистические произведения (1973).
БОССЮЭ Жак Бенинь (1627-1704) - франц. епископ, отстаивал представление об обществ, истории как осуществлении божеств, цели. В этой связи уделял большое внимание доказательству божеств, происхождения абсолют, монархии, обязанности и долгу верующих беспрекословно подчиняться властям. Стал широко известен в связи с требованием к Ватикану о предоставлении автономии франц. католич. церкви. Критику реакц. воззрений Б. дали франц. просветители 18 в., в первую очередь Вольтер.
БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария (р. 1902) - швейц. философ-неотомист, доминиканец, антикоммунист. Для работ Б. характерна фальсификация теории и практики социализма. Однако рост влияния идей научного коммунизма вынудил Б. признать целесообразным диалог с марксистами. В своих филос. произведениях Б. дает религиозно-идеалистич. трактовку коренных филос. проблем. Вся история философии, с т. зр. Б., говорит в пользу истин. религии. Соврем. наука, утверждает Б., помогает лучше понять филос. учение неотомизма о путях постижения бога.
БОЭЦИЙ, Аниций Манлий Северин (ок. 480-524) - рим. философ, теолог и поэт, представитель теистич. ориентированного объек-тивн. идеализма. Он эклектич. сочетал аристотелизм, платонизм и неоплатонизм с принципами христианства. Общефилос. идеи Б. нашли отражение в его теологич. произведениях „О святой троице , „О католической вере и др. Осн. филос. труд Б. - „Утешение философией . Филос.-теологич. воззрения Б. оказали значит, влияние на средневек. философию и философию Возрождения. Бог, в представлении Б., это бог-личность, любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и внемлющая его молитвам. Задолго до Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского Б. сформулировал несколько доказательств бытия бога и применял логику Аристотеля к теологич. проблемам. Философия, с т. зр. Б., будучи служанкой теологии, должна сохранять относит, независимость.
БРАК ЦЕРКОВНЫЙ - брачный союз, освященный и санкционированный церковью именем божьим. По утверждениям церковников, только Б. ц. гарантирует прочность, счастье и благополучие семьи. Б. ц. служит средством воздействия церкви на молодежь и семьи верующих. В различных религиях вступление в брак сопровождается установл. ритуалом, специально разработанными для этого обрядами. В католицизме и православии совершение брака считается таинством.
БРАКА ТАИНСТВО - одно из семи таинств в католич. и правосл. церквах, к-рое совершается при заключении брака церк. Б. т. утвердилось в христианстве позднее др. таинств. Его ритуал сложился лишь в 16 в. По учению церкви, будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение Б. т. „благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христ. воспитанию детей . Т. о., сам бог якобы оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридич. или экономич., а нравств. элемент, к-рый тождествен религиозному. Поэтому без совершения Б. т. невозможны истинно нравстз. семейные отношения. В действительности же церковь всегда очень мало заботилась о нравств. стороне брака. Она освящала неравные браки, браки по расчету и т. п. Б. т. и поныне служит церкви средством влияния на семьи верующих.
БРАМИН - см. Брахман.
„БРАТСКИЙ ВЕСТНИК - журнал Всесоюз. совета еванг. христиан-баптистов, издаваемый с октября 1944. Периодичность - шесть номеров в год. Осн. задачу журнала руководство ВСЕХБ видит в „правильном воспитании членов церкви „как с духовной, так и с гражданской точки зрения („Б. в. № 3, 1969, с. 65).
БРАТСТВА - 1) широко распространенные с 11-12 вв. в ср.-век. Европе религ. объединения и союзы взаимопомощи, тесно примыкавшие к цеховым корпорациям. Б. группировались вокруг к.-л. церкви и объединяли ремесленников определенной профессии, имели свои уставы. Б. часто становились очагами религ. свободомыслия и ересей. Преследуемые католич. церковью, они превращались в тайные орг-ции. С усилением абсолютизма Б. распадаются; 2) нац.-религ. и просветит, обществ, орг-ции 15—18 вв. при правосл. церквах Украины, Белоруссии, Литвы, Чехии. Б. боролись за нац.-культурн. независимость укр. и белорус, народов; 3) клерик. орг-ции в России, созданные по закону 1864 для борьбы со старообрядчеством и сектантством; занимались также миссионерством; 4) нек-рые монашеские ордены.
БРАХМА - в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божеств, троицу (тримурти). Первоначально Б. выступал как высш. божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум др. членам троицы.
БРАХМАН (санскр.) - 1) представитель высш. варны и касты в Индии, профес. жрец в брахманизме и индуизме. Б. монополизировали изучение и толкование древнейших литературно-религ. памятников Сев. Индии - вед и культовую деятельность; 2) в религ.-филос. идеалистич. учении веданты - безликое божество, абсолют, являющийся якобы единств, реальностью, лежащей в основе иллюзии мира.
БРАХМАНИЗМ - религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведич. религии в период становления раннего рабовладения. В св. лит-ру Б. входят Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, арньяки, Упанишады). Б. давал религ. обоснование делению об-ва на варны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конечном счете - к слиянию с высш. абсолютом - богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение же требований дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В Б. сохранилась вера в осн. богов ведич. религии, хотя нек-рые их функции изменились, отражая клас. расслоение об-ва.
„БРАХМО САМАДЖ („Общество Брахмы ) - бурж. религ.-реформат, об-во в Индии, организованное (1828) выдающимся инд. просветителем 19 в. Раммоханом Раем. Активными членами „Б. С. были дед и отец Рабиндраяата Тагора. Цель „Б. С. - объединение передовых сил складывавшейся бурж. нации, подъем культурн. уровня страны, борьба за уничтожение кастовых, расовых, религ. и др. перегородок, за реформу общего образования. Членами „Б. С. были составлены учебники географии, астрономии, геометрии, грамматики и т. д. Средством обществ, переустройства на бурж. началах („по типу Запада ) руководители „Б. С. считали реформированную религию в духе монотеизма, к-рая должна быть единой, общей, „универсальной и представлять собой синтез „прогресс, сторон индуизма, ислама, христианства. Проповедь реформаторских идей „Б. С. сыграла видную роль в развитии обществ, жизни Индии, ее лит-ры, науки и культуры. В 20 в. ,,Б. С. выродилось в ряд более мелких идейн. направлений и об-в.
БРЕВЕ (от лат. brevis - краткий) - послание папы римск. по вопросам второстеп. значения, отличающееся от буллы менее торжеств, формой. Б. скрепляется приложением папской печати, но подписывается не папой, а кардиналом-секретарем.
БРЕВИАРИЙ (лат. breviarium - сборник кратких текстов) — служебник католич. духовенства, содержащий короткие отрывки из Библии, соч. „отцов церкви , „житий святых , псалмы, молитвы, гимны и др. тексты, употребляемые при богослужении. Б. состоит из 4 частей (соответственно временам года) по 4 главы в каждой.
БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ (лат. unio - союз) - объединение правосл. церкви на Украине ив Белоруссии с католич., организационно оформленное в 1596 на соборе в г. Бресте. По условиям Б. ц. у. правосл. церковь подчинилась папе римск. и приняла католич. догматику, сохранив правосл. обрядность. Религ. подоплекой Б. ц. у. было стремление Ватикана расширить свою экспансию на правосл. восток, а соц.-политич. - стремление польск. феодалов закрепить свое господство на Украине и в Белоруссии, расторгнув с помощью унии союз укр. и белорус. народов с братским рус. народом. Трудящиеся массы Украины и Белоруссии оказали Б. ц. у. решит, противодействие. Все антифеод, выступления 17-18 вв. были направлены не только против польск. феодалов, но и против приверженцев Б. ц. у. как поборников нац.-религ. гнета. Плодом Б. ц. у. явилась униат, церковь, защищавшая интересы Ватикана и действовавшая вразрез с интересами укр. и белорус, народов. Руководители униат, церкви до Октябрьской революции добивались распространения униатства в России, а после ратовали за отторжение Украины от Сов. Союза, разжигали бурж.-националистич. настроения. В годы второй мировой войны они тесно сотрудничали с гитлеровцами, чем окончат, скомпрометировали себя в глазах верующих. В марте 1946 собор униат, духовенства, собравшийся в г. Львове, принял решение о ликвидации Б. ц. у. и переходе всех бывших униат, приходов в состав Рус. правосл. церкви. Ватикан не признал этого решения и поныне продолжает поддерживать последыша Б. ц. у. - эмигрантскую укр. католич. (униат.) церковь.
БРОС Шарль де (1709-1777) - франц. просветитель, энциклопедист. В книге „О культе религиозных фетишей (1760) доказывал, что фетишизм, проистекающий от страха и невежества, - древнейший и необходимый этап развития всех религий. Б. выступает против приписывания понятий „бог , „дух религ. верованиям перво-бытн. народов, т. к. это „наши слова, имеющие гораздо более позднее происхождение и более абстрактные. Б. одним из первых применил историч. метод в исследовании ранних форм религии.
„БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО - работа Ф. Энгельса, написанная для газеты „Der Sozialdemokrat в апреле 1882 по поводу смерти Бауэра. Несмотря на разрыв с Б. Бауэром в результате его политич. эволюции вправо, к апологии прус, монархии, и философской - к субъективному идеализму, Маркс и Энгельс продолжали следить за его работами по критике Нового завета и истории раннего христианства и высоко их оценивали, что нашло свое выражение в статье Энгельса. Отмечая, что „официальные теологи... списывали у него и поэтому единодушно его замалчивали , Энгельс утверждает, что Бауэр „стоил больше, чем все они, вместе взятые, и сделал больше их всех в вопросе... об историческом происхождении христианства (Соч., т. 19, с. 306) и в выяснении того, как и почему народные массы Римск. империи предпочли христианство др. распространенным тогда религиям. В результате проделанного Бауэром анализа евангелий, отмечает Энгельс, в их содержании „не осталось почти абсолютно ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное, - так что можно объявить сомнительным даже историческое существование Иисуса Христа (с. 307). Указывая на „идеализм немецкого философа , к-рый „мешает ему ясно видеть и четко формулировать , Энгельс дает свое „понимание этого вопроса, основанное не только на работах Бауэра, но и на собственных исследованиях (с. 310). Он рассмотрел вопрос о времени и месте возникновения христианства, раскрыл социальн. причины и условия его возникновения, показал его идейные истоки, проанализировал классовый состав первых христ. общин, их социальн. требования и идейные установки. Энгельс показал, почему христианство стало одной из мировых религий, превратившись затем в господств, идеологию. Работа Энгельса имеет огромное методологич. значение для научного анализа религии.
БРУНО Джордано Филиппо (1548-1600) - итал. мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной, подвергший критике религ. картину мира, мн. христ. догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие бога, творца и управителя мира. Развивал гелиоцентрич. систему Н. Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Решительно отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Б. видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в об-ве. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, был арестован и сожжен на костре.
БУБЕР Мартин (1878-1965) - реакц. философ, проф. иуд. философии и теологии Иеруеалимск. ун-та. Борясь с марксистской философией и атеизмом, развивал т. н. диалогич. философию, объявлявшую смыслом жизни человека „встречу и „диалог с богом посредством мистики хасидизма. Отстаивал идею „общечеловеч. ценности иуд. монотеизма и в.-з. этики. Свои религ.-философ, концепции Б. объединял с бурж.-националистич. представлениями сионизма. Примыкал к религ. экзистенциализму, испытывал влияние филос. иррационализма и мистики. Идеи Б. популярны среди иуд. и др. теологов-модернистов на Западе. Осн. соч.: „Даниил (1913), „Я и Ты (1923), „Происхождение и сущность хасидизма (1960).
БУДДА (санскр. - просветленный, постигший высш. истину) - в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолют, совершенства и способное указать другим путь к религ. спасению. В этом осн. широком значении Б. может стать каждое человеч. существо в результате накопления добродетелей и достижения понимания тщетности всех земных привязанностей. Будд, пантеон насчитывает сотни различных будд. В более узком смысле Б. - имя основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после „просветления Буддой Шакья-Муни. Согласно легенде, он был сыном царя небольшого гос-ва, расположенного в среднем течении Ганга. Жена царя Махамайя родила его в результате непорочного зачатия. Став взрослым, Гаутама пришел к выводу о том, что всякое существование есть страдание. Уйдя в отшельничество, он через 7 лет „познал истину и начал ее проповедовать по городам и селам Индии. Осн. положения своего учения он изложил в бенаресской проповеди в форме „четырех благородных истин . Его ученики составили первую на земле монашескую общину. Умер он в 80-летнем возрасте. В 1956 буддисты торжественно отметили 2500-летие этого события. Вопрос о том, лежит ли в основе составленных во 2-3 вв. н. э. „жизнеописаний Б. воспоминание о реальном проповеднике, еще не решен наукой. Несомненно лишь, что Шакья-Муни единоличным „создателем буддизма, каким его представляет будд, канонич. литра, быть не мог.
БУДДИЗМ - одна из 3 мир. религий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн. Востока. Последователи Б. считают, что он явился результатом , проповеди Будды Шакья-Муни., В действительности его появление было вызвано важными изменениями в инд. об-ве: разрушением родоплемен. связей и порядков, усилением клас. гнета и появлением крупных рабовлад. гос-в. Прежние племен, религии перестали отвечать новым обществ, условиям. Из множества религ. групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религ. спасения в 3 в. до н. э., при энергичной поддержке светской власти (императора Ашоки) складывается более или менее единая будд, орг-ция (монашеская община - сангха) и догматика. Б. учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему существующему. Причина зла и страданий — привязанность человека и др. живых существ к воспринимаемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений (сансара). Любое человеч. чувство, страсть, желание лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из „круговорота бытия , необходимо преодолеть неведение, познать сущность мира, отказаться от жажды жизни, от стремления к жизнен, наслаждениям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходящий характер всего земного - лишь так можно вступить на ,,путь спасения . „Благородный восьмиричный путь спасения - это праведная жизнь, суть к-рой в постепенном преодолении в себе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной отрешенности, в к-рой нет уже места даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из санса-ры в нирвану, в небытие. В раннем Б. на такое спасение мог рассчитывать лишь монах-отшельник. Мирянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он будет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требований (панча-шила): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголя. Учение Б. было выгодно господств, классам, т. к. объясняло все земное зло, в т. ч. и эксплуатацию, виной самого страдающего, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (карму) , и выдвигало кротость и смирение в число гл. добродетелей, несущих избавление от страданий земного бытия. Значит, расцвета в Индии Б. достиг в Кушанском царстве (первые века н. э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму, и к 12 в. он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. Внутри Б. всегда велась борьба мн. сект и направлений. Наиболее др. формой Б. считают хинаяну. Др. направлением инд. Б. стал тантризм, или ваджраяна. За пределами Индии Б. распространился гл. обр. в форме махаяны. Тибете в 14—16 вв. сложился ламаизм. В форме чань - Б., возникшего в 5 в. в Китае, он получил в сер. 20 в. популярность в бурж. странах Запада. В последние десятилетия возн. ряд направлений необуддизма и метабуддизма. В наст. вр. будд, орг-ции в странах Азии играют самую различную соц. роль. Нек-рые из них активно участвуют в борьбе за нац. независимость, против колониализма и неоколониализма. Создан ряд международ, будд, орг-ций.
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - филос. содержание и обоснование будд, учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокомментированных его учениками. Буддизм усвоил идею цепи перерождений из др.-инд. религий. Путь от перерождения к перерождению обрекает человека на страдания, избавиться от к-рых можно, лишь достигнув нирваны. Человек своими силами, без посредников, добродетельной жизнью, пройдя 4 ступени мудрости (став архатом), может прервать цепь перерождений и уйти в нирвану. Буддисты признавали реальность внешнего мира и духовного мира человека, считая вместе с тем, что в мире нет ничего, кроме процессов становления. Душа не является постоянной субстанцией и потому не может существовать вечно. Осн. содержанием учения его последователи считали проповедь любви ко всему живому (в философии - сантана) и строгую подчиненность велениям ума: знания должны служить благочестивой жизни, они необходимы для избавления от страданий. После смерти Будды между его учениками произошел раскол. Часть их (направление хинаяна) придерживались традиц. взглядов, пытаясь, однако, придать учению строгую логич. последовательность (филос. школы вайбхашиков и саутрантиков, последним присущи элементы диалектики). Др. направление, махаяна, реформировало все стороны будд, учения, придав Будде атрибуты божества, введя религ. обряды, поклонения, молитвы, отказалось от „восьмиричного пути , указав массам широкий и легкий путь спасения благодаря культу бодхисатв-наставников и пр. Реформатор буддизма и основатель школы шунья-вада (мадхьямика) поэт Нагарджуна сформулировал идею единства материального и духовного мира на основе их иллюзорности, развитую позднее Дхармопалой, Асангой (главой школы „йогачара ), философом Васабунду. Суть ее такова: существует сантана - поток сознательной жизни, к-рый состоит из комбинаций дхарм - элементов, единственной характеристикой к-рых служит их относительность, мгновенность. Мир, состоящий из мгновенных комбинаций мгновенных дхарм, является нереальным, иллюзорным. Существование же предметного мира объясняется наличием кармы (общей и индивидуальной) . Рождение и смерть также лишь мгновения в этом нескончаемом потоке мгновений. Нагарджуна считал, что шуньята (пустота) является абсолютной, истинной даже в сравнении с нирваной раннего буддизма.
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - рус. экономист и философ-мистик. С 1923 - в эмиграции, в 1925-1944 - проф. догматики рус. богосл. ин-та в Париже. Б. эволюционировал от „легального марксизма к религ. миросозерцанию. По мнению Б., культура, соц. и нац. отношения, создаваемые помимо христ. идеалов, гибельны для человечества. Поэтому безрелиг. революции, происшедшие в России в 20 в., являются предвестием катастрофич. конца истории. Доминирующей в учении Б. стала идея боговоплощения, т. е. связи, посредствующего звена между богом и созданным им миром - софии. Софиология Б., носившая целиком мистико-мифологич. характер, изложена в работах „Свет невечерний (1917), „О богочеловечестве (1933-1945) и др.
БУЛЛА (лат. bulla - шарик) — в средние века круглая метал, печать, скреплявшая папские, королевские, императорские акты; так же называются наиболее важные акты пап римск., содержащие обращения, постановления, распоряжения. Называются Б. по нач. словам их текста, написанного на лат. языке.
БУЛЬТМАН Рудольф (1884-1976) - нем. протест, теолог. В 20-е гг. примыкал к неоортодоксии, впоследствии разошелся с К. Бартом и обратился к философии экзистенциализма. Бог, по Б., не есть некая метафизич. сущность, объект, внешний для человека. Бог существует лишь как неотьемл. коррелят человека. Его существование не доказывается рационально, а постигается „экзистенциально , в акте веры. Б. выдвинул концепцию „демифологизации Нового завета. Б. считает, что, поскольку совр. человек утерял веру в реальность библ. мифов, следует „демифологизировать христианство, т. е. интерпретировать христ. мифы не букв., а антропологически, экзистенциально, рассматривая их лишь как символич. образы, выражающие отношение человека к богу. Б. оказал большое влияние на всю совр. христ. теологию.
БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Ис-маил аль-Джуфи (810-870) - мусульм. деятель, сыгравший значит, роль в составлении ислам. св. предания - сунны. Составленный Б. сборник „Аль-Джами ас-сахих считается самым авторитетным из ее 6 канонич. сборников.
БУХМАНИЗМ - религ.-этич. учение, отрицающее соц. природу антагонистич. противоречий капитализма и сводящее их причину к „моральному несовершенству личности.. Основатель Б. - амер. протест, священник Фрэнк Бухман (1878-1961). Религ. апология капитализма тесно связана в Б. с проповедью антикоммунизма, стремлением объединить на этой основе всех последователей христ. веры. Б. - воинств, клерик. движение, имеющее свою международ, орг-цию - „Моральное перевооружение . Призывая следовать „четырем абсолютам (честность, чистота, самоотречение и любовь), эта орг-ция широко использует церк. и светские средства массовой информации для внедрения идей Б. в обществ, сознание. Реакц. деятельность „Морального перевооружения направляется ежегодными конференциями, а также 3 центрами, к-рые находятся в США, Англии и Швейцарии.
„БХАГАВАДГИТА (санскр.-песнь богов) - входящий в состав „Махабхараты трактат, излагающий основы брахманизма и индуизма. Каждый человек, требует „Б. , должен выполнять свой долг (дхарму) в соответствии с той варной, к к-рой он принадлежит. Гл. добродетелью являются смирение и покорность, терпение и самоотвержение, ахимса; однако в обязанности кшатриев (воинов) может входить насилие и даже убийство. Борьба со злом — удел бога, временами являющегося с этой целью на землю (аватара) . Лишь служение богу - Брахме - может привести к слиянию с ним, т. е. к спасению.
БХАКТИ (санскр., букв. - преданность, любовь к богу) - религ. течение в индуизме; на его основе развилось народное сектантское движение в Индии, гл. обр. в 12—17 вв. Б. провозглашало равенство людей перед богом, отрицало деление их на касты. Из Б. сформировался сикхизм.
БЫТИЕ - название первой книги Ветхого завета в рус. переводе Библии; в евр. оригинале она названа по первому слову текста „Берешит („В начале ), в переводах на новые языки - „Генезис („Происхождение ). Первые главы содержат мифологич. историю сотворения мира и человека, грехопадения первых людей и изгнания их из рая, размножения потомков Адама и Евы, всемирн. потопа, строительства вавилон. башни. Затем идут жизнеописания праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Особо существенны в этой части книги: „обетование , данное богом Аврааму, а затем Исааку, „умножить их семя и сделать их потомство своим избранным народом; повествования о продаже Иосифа в егип. рабство, о поселении евреев в Египте. Синагогой и церковью книга Б. приписывается Моисею, как и остальные книги Пятикнижия. На самом деле текст книги Б. восходит к 3 источникам Пятикнижия: Яхвисту, Элохисту и Жреч. кодексу. Наиболее др. фрагменты ее относятся к 9 в. до н. э.
БЭКОН Роджер (ок. 1214-1292) - англ. философ и естествоиспытатель. Был мон&хом-фран-цисканцем. Выступал против схоластич. умствования и слепого почитания церк. авторитетов. Основу познания видел в опыте; целью развития науки считал овладение силами природы. Критиковал феод, порядки, невежество духовенства, предлагал развивать светское образование. Церк. властями был отстранен от преподавания в Оксфорде, пробыл ок. 14 лет в монастырской тюрьме.
БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) - англ. философ, родоначальник англ. материализма. В трактате „Новый Органон (1620) и др. соч. утверждал, что целью науки является познание природы, овладение ее силами, требовал очищения разума от предрассудков и заблуждений („идолов , или „призраков ). Б. разработал метод науч. индукции, развивал концепцию „двойственной истины , подчеркивал приоритет знания перед верой, выступал против схоластич. философии. В то же время Б. признавал бытие бога, существование особой разумной души. Однако объективно его учение было направлено против религ.-идеалистич. мировоззрения, вело к ма-териалистич. пониманию природы и человека.
БЭЛ, Бел (вавилонск. - Билу, греч. - Вил - владыка) - вавилоно-ассир. бог Земли. Соответствует верховному шумерийскому божеству Энлилю, а также евр.-финикийскому Ваалу. В честь Б. проводились мистерии, в к-рых в образной форме раскрывалось содержание мифа о Б.: убийство божества и его воскрешение.
Читайте: |
---|