Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




БОГ - БЕЛ

Понятия и определения - Атеистический словарь

БОГОЧЕЛОВЕК - в религ. веро­учениях - бог, воплотившийся в человеке. Представления о Б. свойственны мн. религиям древно­сти и выражены в мифах об уми­рающих и воскресающих богах. В христианстве это Иисус Христос, к-рый является одновременно бо­гом-сыном и смертным человеком. Догмат о Б., зафиксированный в символе веры, призван подтвер­дить богосл. утверждения о бо­жеств, происхождении христиан­ства, о его абсолют, истинности как божеств, откровения, данного людям самим богом в образе че­ловека. Противоречивость догмата о Б. стала идейной основой различ­ных ересей: арианства, докетизма, монофизитства. В совр. протест, теологии Б. рассматривается как единство двух миров.

БОГОЯВЛЕНИЕ - второе назва­ние христ. праздника крещения. По словам христ. проповедников, этим названием подчеркивается, что при крещении Иисуса „было особое явление всех лиц божеств, троицы . Первоначально в христи­анстве 6 января (ст. ст.) отмечал­ся тройной праздник - рождество, крещение, Б. С 4 в. рождество бы­ло выделено в особый праздник, а Б., как и прежде, праздновалось 6 января. В наст. вр. лишь Армяно-григорианская церковь продолжа­ет отмечать Б. одновременно с рождеством.

БОДХИСАТВА (санскр., букв. - тот, чья сущность - знание) — со­гласно учению буддизма, существо, достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нир­вану, но отказывающееся от этого из-за любви и сострадания к жи­вым существам и стремления по­мочь им в спасении. В раннем буд­дизме Б. считался только Гаутама до того, как он достиг „просвет­ления и стал Буддой. Позднее будд, пантеон пополнился множе­ством Б. Махаяна считает, что каж­дый мирянин может стать Б. и, приобретя сверхъестеств. силы и возможности, отвечать на людские молитвы и заклинания, содейство­вать людям в преодолении муче­ний сансары. Наиболее почитаемые Б. махаяны: Манджушри (олицет­ворение высш. трансцендентной мудрости), Ваджрапани (олицетво­рение власти), Авалокитешвара (олицетворение добра), Майтрея. В ламаизме Б. составляют 4-й раз­ряд божеств.

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375) - итал. писатель-реалист, гу­манист. Вершина творчества Б. — „Декамерон (1350-1353). Одна из осн. тем книги - критика католич. церкви, осмеяние духовен­ства — монахов, папского двора. Проповеди христ. добродетели смирения и самоотречения Б. про­тивопоставляет философию подви­га во имя др. людей, во имя друж­бы, любви. Б. защищает право че­ловека на наслаждение земной жизнью. Перу Б. принадлежит ряд др. работ, в к-рых он закладывает основы гуманистич. науки о чело­веке: „О превратностях судьбы знаменитых людей (1355-1360), „О знаменитых женщинах (1360-1362), „Происхождение языческих богов (1350-1363).

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из 15 автокеф. правосл. церквей; образовалась в 9 в. Во время завоевания страны греками (10-12 вв.) и турками (14—19вв.) находилась в подчи­нении у Константинопольского пат­риарха, к-рый посылал в Болгарию греч. священнослужителей, дейст­вовавших в его интересах. В сер. 19 в. в связи с ростом нац. само­сознания Б. п. ц. стала открыто высказывать недовольство анти-болг. политикой Константинополь­ского патриарха и требовать при­знания своей самостоятельности. Однако патриарх отказался удов­летворить эти требования. Турец­кое пр-во, стремясь углубить эти противоречия, султанским фирма­ном от 1870 учредило независи­мый болг. экзархат во главе со старейшим болг. митрополитом и разрешило созыв синода под его же председательством. Хотя из­брание экзарха должно было со­вершаться с согласия султана, этот акт обеспечивал известную незави­симость Б. п. ц. Болг. экзархат не был признан Константинополем.

В ответ на это Б. п. ц. объявила о своем адм.-церк. отделении от Константинопольской церкви, к-рое Константинопольский патри­арх расценил как схизму. Схизма была снята с Б. п. ц. лишь в 1945, тогда же ей был возвращен статус патриархии. В 1953 Б. п. ц. получи­ла полную независимость - авто­кефалию. Во главе Б. п. ц. стоит патриарх. В Б. п. ц. имеется 11 епархий, 3720 храмов и часовен, 120 монастырей, духовная акаде­мия и духовная семинария. Б. п. ц. лояльно относится к социалистич. строю. С 1961 является членом Всемирн. совета церквей, выступа­ет за мир и сотрудничество между народами.

БОЛИНГБРОК Генри Сент-Джон (1678-1751) - англ. писатель и политич. деятель. В „Письмах об изучении и пользе истории (1735), ряде философских и публицистич. сочинений выступал с позиций де­изма, противопоставлял христиан­ству и др. вероисповеданиям, не­отделимым от суеверий и предрас­судков, „естественную религию , основанную на „универсальных принципах разума , настаивал на независимости нравственности от религ. убеждений, пропагандиро­вал идеи гуманизма и свободо­мыслия.

БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ - со­глашение между франц. королем Франциском I и папой Львом X, заключенное в 1516. Б. к. делал нек-рые уступки папе по сравне­нию с условиями, в к-рые он был поставлен Прагматической санк­цией 1438, установившей относит, самостоятельность церкви во Фран­ции, главенство церк. соборов над папами, особые права короля при назначении высш. духовенства. Согласно Б. к. папы сохраняли право быть верховной инстанци­ей церк. суда, были восстановле­ны аннаты. Б. к. умалчивал о пра­вах церк. соборов, но подтверж­дал право короля назначать на высш. церк. должности.

БОНАВЕНТУРА Джовани Фиданца (1221-1274) - итал. католич.  философ, генерал францисканского ордена, кардинал. Разви­вал идеи августиновского нео­платонизма, высш. формой позна­ния считал мистич. окстаз. Соз­данная Б. картина мира, его ор­тодокс, мистика были направлены против передовых идей, антифеод, движений. Канонизирован католич. церковью.

БОНЗА (от яп. „бодзу - свя­щенник, будд, монах, бритоголо­вый) - название, данное европей­цами будд, священникам в стра­нах Азии.

БОНХЁФФЕР Дитрих (1906-1945) - нем. протестант, теолог, участник движения Сопротивле­ния, казненный гитлеровцами. Осн. теологич. идеи были сформу­лированы им в письмах из тюрьмы в 1943-1944. Б. идет далеко в кри­тике традиц. религ. представлений. По его мнению, в совр. мире „бог, как моральная, политическая, естественнонаучная гипотеза, прео­долен и отброшен . Мир стал „со­вершеннолетним и не нуждается в идее бога. Б. является сторонни­ком безрелиг. христианства. Христианство должно отбросить идею потустороннего бога, отказаться от дуализма божеств, и человеч. Сущ­ность христианства, по Б., - в уче­нии о любви к ближнему. Это уче­ние должно реализоваться практи­чески в „делании справедливого для людей . Поэтому необходимо активное сопротивление силам соц. зла. Идеи Б. были восприняты мн. совр. теологами, в часта, предста­вителями теологии „мертвого бо­га , „теологии освобождения и т. п.

БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмит­риевич (1873-1955) - деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, публицист и ученый, соратник В. И. Ленина. Принял активное участие в Великой Октябрьской социалистич. революции, участво­вал в подготовке и проведении в жизнь ленинского декрета Об отделении церкви от государст­ва и школы от церкви. С 1946 Б.-Б. возглавлял Музей истории религии и атеизма в г. Ленинграде, ас 1947 - сектор истории религии  и атеизма в Ин-те истории АН СССР. Особое внимание уделял изучению крестьян, движений соц.-политич. протеста, выступавших в религ. оболочке, опубликовал „Ма­териалы к истории и изучению рус­ского сектантства , „Материалы по истории религиозно-обществен­ных движений в России , подго­товил для II съезда РСДРП доклад „Раскол и сектантство в России , одобренный В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, выпускал по реше­нию съезда спец. листок для сек­тантов „Рассвет (Женева, 1904) и др. Работы Б.-Б. по вопросам науч. атеизма собраны в „Избранных сочинениях , т. 1 (1959), и в книге „Избранные атеистические произ­ведения (1973).

БОССЮЭ Жак Бенинь (1627-1704) - франц. епископ, отстаи­вал представление об обществ, ис­тории как осуществлении бо­жеств, цели. В этой связи уделял большое внимание доказательству божеств, происхождения абсолют, монархии, обязанности и долгу верующих беспрекословно подчи­няться властям. Стал широко известен в связи с требованием к Ватикану о предоставлении авто­номии франц. католич. церкви. Критику реакц. воззрений Б. дали франц. просветители 18 в., в пер­вую очередь Вольтер.

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария (р. 1902) - швейц. философ-неотомист, доминиканец, антиком­мунист. Для работ Б. характерна фальсификация теории и практики социализма. Однако рост влияния идей научного коммунизма выну­дил Б. признать целесообразным диалог с марксистами. В своих филос. произведениях Б. дает религиозно-идеалистич. трактовку коренных филос. проблем. Вся ис­тория философии, с т. зр. Б., гово­рит в пользу истин. религии. Сов­рем. наука, утверждает Б., помо­гает лучше понять филос. учение неотомизма о путях постижения бога.

БОЭЦИЙ, Аниций Манлий Севе­рин (ок. 480-524) - рим. философ, теолог и поэт, представитель теистич. ориентированного объек-тивн. идеализма. Он эклектич. сочетал аристотелизм, платонизм и неоплатонизм с принципами христианства. Общефилос. идеи Б. нашли отражение в его теологич. произведениях „О святой троице , „О католической вере и др. Осн. филос. труд Б. - „Утешение фи­лософией . Филос.-теологич. воз­зрения Б. оказали значит, влияние на средневек. философию и фило­софию Возрождения. Бог, в пред­ставлении Б., это бог-личность, лю­бящая свой мир, пожелавшая соз­дать человека по своему образу и подобию и внемлющая его мо­литвам. Задолго до Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского Б. сформулировал несколь­ко доказательств бытия бога и при­менял логику Аристотеля к тео­логич. проблемам. Философия, с т. зр. Б., будучи служанкой теологии, должна сохранять от­носит, независимость.

БРАК ЦЕРКОВНЫЙ - брачный союз, освященный и санкциониро­ванный церковью именем божьим. По утверждениям церковников, только Б. ц. гарантирует проч­ность, счастье и благополучие се­мьи. Б. ц. служит средством воз­действия церкви на молодежь и семьи верующих. В различных религиях вступление в брак со­провождается установл. ритуалом, специально разработанными для этого обрядами. В католицизме и православии совершение брака считается таинством.

БРАКА ТАИНСТВО - одно из семи таинств в католич. и правосл. церквах, к-рое совершается при заключении брака церк. Б. т. ут­вердилось в христианстве позднее др. таинств. Его ритуал сложился лишь в 16 в. По учению церкви, будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение Б. т. „благодать чистого единоду­шия к благословенному рожде­нию и христ. воспитанию детей . Т. о., сам бог якобы оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридич. или экономич., а нравств. элемент, к-рый тождествен религиозному. Поэто­му без совершения Б. т. невозмож­ны истинно нравстз. семейные от­ношения. В действительности же церковь всегда очень мало забо­тилась о нравств. стороне брака. Она освящала неравные браки, браки по расчету и т. п. Б. т. и по­ныне служит церкви средством влияния на семьи верующих.

БРАМИН - см. Брахман.

„БРАТСКИЙ ВЕСТНИК - жур­нал Всесоюз. совета еванг. хрис­тиан-баптистов, издаваемый с ок­тября 1944. Периодичность - шесть номеров в год. Осн. задачу журнала руководство ВСЕХБ видит в „правильном воспитании чле­нов церкви „как с духовной, так и с гражданской точки зре­ния („Б. в. № 3, 1969, с. 65).

БРАТСТВА - 1) широко распро­страненные с 11-12 вв. в ср.-век. Европе религ. объединения и союзы взаимопомощи, тесно примыкавшие к цеховым корпора­циям. Б. группировались вокруг к.-л. церкви и объединяли ремес­ленников определенной профес­сии, имели свои уставы. Б. часто становились очагами религ. свобо­домыслия и ересей. Преследуемые католич. церковью, они превра­щались в тайные орг-ции. С уси­лением абсолютизма Б. распадают­ся; 2) нац.-религ. и просветит, обществ, орг-ции 15—18 вв. при правосл. церквах Украины, Бело­руссии, Литвы, Чехии. Б. боролись за нац.-культурн. независимость укр. и белорус, народов; 3) клерик. орг-ции в России, созданные по закону 1864 для борьбы со ста­рообрядчеством и сектантством; занимались также миссионерст­вом; 4) нек-рые монашеские ор­дены.

БРАХМА - в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Виш­ну и Шивой божеств, троицу (тримурти). Первоначально Б. вы­ступал как высш. божество, тво­рец и управитель мира. В позд­нем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум др. членам троицы.

БРАХМАН (санскр.) - 1) пред­ставитель высш. варны и касты в Индии, профес. жрец в брахма­низме и индуизме. Б. монополи­зировали изучение и толкование древнейших литературно-религ. памятников Сев. Индии - вед и культовую деятельность; 2) в ре­лиг.-филос. идеалистич. учении ве­данты - безликое божество, абсо­лют, являющийся якобы единств, реальностью, лежащей в основе иллюзии мира.

БРАХМАНИЗМ - религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведич. ре­лигии в период становления ран­него рабовладения. В св. лит-ру Б. входят Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, арньяки, Упанишады). Б. давал религ. обоснование делению об-ва на вар­ны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повинове­ние брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхар­мы своей варны, соблюдение пред­писываемых данной варне обря­дов. Все это якобы создает благо­приятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конеч­ном счете - к слиянию с высш. абсолютом - богом-творцом Брах­мой, ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение же требо­ваний дхармы приводит к несчаст­ливым перерождениям. В Б. сохра­нилась вера в осн. богов ведич. религии, хотя нек-рые их функции изменились, отражая клас. рассло­ение об-ва.

„БРАХМО САМАДЖ („Общест­во Брахмы ) - бурж. религ.-ре­формат, об-во в Индии, организо­ванное (1828) выдающимся инд. просветителем 19 в. Раммоханом Раем. Активными членами „Б. С. были дед и отец Рабиндраяата Та­гора. Цель „Б. С. - объединение передовых сил складывавшейся бурж. нации, подъем культурн. уровня страны, борьба за уничто­жение кастовых, расовых, религ. и др. перегородок, за реформу общего образования. Членами „Б. С. были составлены учебники географии, астрономии, геометрии, грамматики и т. д. Средством об­ществ, переустройства на бурж. на­чалах („по типу Запада ) руко­водители „Б. С. считали реформи­рованную религию в духе моно­теизма, к-рая должна быть единой, общей, „универсальной и пред­ставлять собой синтез „прогресс, сторон индуизма, ислама, хри­стианства. Проповедь реформатор­ских идей „Б. С. сыграла видную роль в развитии обществ, жизни Индии, ее лит-ры, науки и куль­туры. В 20 в. ,,Б. С. выродилось в ряд более мелких идейн. направ­лений и об-в.

БРЕВЕ (от лат. brevis - крат­кий) - послание папы римск. по вопросам второстеп. значения, отличающееся от буллы менее торжеств, формой. Б. скрепляется приложением папской печати, но подписывается не папой, а кардиналом-секретарем.

БРЕВИАРИЙ (лат. breviarium - сборник кратких текстов) — слу­жебник католич. духовенства, со­держащий короткие отрывки из Библии, соч. „отцов церкви , „житий святых , псалмы, молит­вы, гимны и др. тексты, употреб­ляемые при богослужении. Б. со­стоит из 4 частей (соответственно временам года) по 4 главы в каж­дой.

БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ (лат. unio - союз) - объединение правосл. церкви на Украине ив Бе­лоруссии с католич., организацион­но оформленное в 1596 на соборе в г. Бресте. По условиям Б. ц. у. правосл. церковь подчинилась па­пе римск. и приняла католич. дог­матику, сохранив правосл. обряд­ность. Религ. подоплекой Б. ц. у. было стремление Ватикана расширить свою экспансию на правосл. восток, а соц.-политич. - стрем­ление польск. феодалов закрепить свое господство на Украине и в Бе­лоруссии, расторгнув с помощью унии союз укр. и белорус. наро­дов с братским рус. народом. Трудящиеся массы Украины и Белоруссии оказали Б. ц. у. решит, противодействие. Все антифеод, выступления 17-18 вв. были нап­равлены не только против польск. феодалов, но и против привер­женцев Б. ц. у. как поборников нац.-религ. гнета. Плодом Б. ц. у. явилась униат, церковь, защищав­шая интересы Ватикана и дейст­вовавшая вразрез с интересами укр. и белорус, народов. Руководи­тели униат, церкви до Октябрь­ской революции добивались рас­пространения униатства в России, а после ратовали за отторжение Украины от Сов. Союза, разжига­ли бурж.-националистич. настрое­ния. В годы второй мировой вой­ны они тесно сотрудничали с гитле­ровцами, чем окончат, скомпро­метировали себя в глазах верую­щих. В марте 1946 собор уни­ат, духовенства, собравшийся в г. Львове, принял решение о ликвидации Б. ц. у. и переходе всех бывших униат, приходов в состав Рус. правосл. церкви. Ва­тикан не признал этого решения и поныне продолжает поддерживать последыша Б. ц. у. - эмигрант­скую укр. католич. (униат.) цер­ковь.

БРОС Шарль де (1709-1777) - франц. просветитель, энциклопе­дист. В книге „О культе религиоз­ных фетишей (1760) доказывал, что фетишизм, проистекающий от страха и невежества, - древней­ший и необходимый этап развития всех религий. Б. выступает против приписывания понятий „бог , „дух религ. верованиям перво-бытн. народов, т. к. это „наши слова, имеющие гораздо более позднее происхождение и более абстрактные. Б. одним из первых применил историч. метод в иссле­довании ранних форм религии.

„БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНА­ЧАЛЬНОЕ  ХРИСТИАНСТВО    - работа Ф. Энгельса, написанная для газеты „Der Sozialdemokrat в апреле 1882 по поводу смерти Бауэра. Несмотря на разрыв с Б. Бауэром в результате его политич. эволюции вправо, к апо­логии прус, монархии, и фило­софской - к субъективному идеализму, Маркс и Энгельс продол­жали следить за его работами по критике Нового завета и исто­рии раннего христианства и высо­ко их оценивали, что нашло свое выражение в статье Энгельса. Отмечая, что „официальные тео­логи... списывали у него и поэто­му единодушно его замалчивали , Энгельс утверждает, что Бауэр „стоил больше, чем все они, вместе взятые, и сделал больше их всех в вопросе... об истори­ческом происхождении христиан­ства (Соч., т. 19, с. 306) и в выяс­нении того, как и почему народные массы Римск. империи предпочли христианство др. распространен­ным тогда религиям. В результате проделанного Бауэром анализа евангелий, отмечает Энгельс, в их содержании „не осталось почти абсолютно ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное, - так что можно объ­явить сомнительным даже истори­ческое существование Иисуса Христа (с. 307). Указывая на „идеализм немецкого философа , к-рый „мешает ему ясно видеть и четко формулировать , Энгельс дает свое „понимание этого во­проса, основанное не только на работах Бауэра, но и на собст­венных исследованиях (с. 310). Он рассмотрел вопрос о времени и месте возникновения христианст­ва, раскрыл социальн. причины и условия его возникновения, по­казал его идейные истоки, проана­лизировал классовый состав пер­вых христ. общин, их социальн. требования и идейные установки. Энгельс показал, почему христиан­ство стало одной из мировых религий, превратившись затем в господств, идеологию. Работа Энгельса имеет огромное методологич. значение для научного ана­лиза религии.

БРУНО Джордано Филиппо (1548-1600) - итал. мыслитель, выступивший с учением о единст­ве и материальности Вселенной, подвергший критике религ. карти­ну мира, мн. христ. догматы. От­давая дань пантеизму, отрицал наличие бога, творца и управителя мира. Развивал гелиоцентрич. систему Н. Коперника, выдвинул по­ложение о множественности оби­таемых миров. Решительно отвер­гал представления о существова­нии загробной жизни. В религии Б. видел силу, порождающую вой­ны, раздоры и пороки в об-ве. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, был арестован и сожжен на костре.

БУБЕР Мартин (1878-1965) - реакц. философ, проф. иуд. фило­софии и теологии Иеруеалимск. ун-та. Борясь с марксистской философией и атеизмом, развивал т. н. диалогич. философию, объяв­лявшую смыслом жизни человека „встречу и „диалог с богом пос­редством мистики хасидизма. От­стаивал идею „общечеловеч. цен­ности иуд. монотеизма и в.-з. этики. Свои религ.-философ, кон­цепции Б. объединял с бурж.-националистич. представлениями сионизма. Примыкал к религ. экзистенциализму, испытывал вли­яние филос. иррационализма и ми­стики. Идеи Б. популярны среди иуд. и др. теологов-модернистов на Западе. Осн. соч.: „Даниил (1913), „Я и Ты (1923), „Про­исхождение и сущность хасидизма (1960).

БУДДА (санскр. - просветленный, постигший высш. истину) - в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолют, совершенства и способ­ное указать другим путь к религ. спасению. В этом осн. широком значении Б. может стать каждое человеч. существо в результате накопления добродетелей и дости­жения понимания тщетности всех земных привязанностей. Будд, пан­теон насчитывает сотни различных будд. В более узком смысле Б. - имя основателя буддизма - Сиддхартхи Гаутамы, прозванно­го после „просветления Буддой Шакья-Муни. Согласно легенде, он был сыном царя небольшого гос-ва, расположенного в среднем течении Ганга. Жена царя Махамайя родила его в результате непорочного зачатия. Став взрос­лым, Гаутама пришел к выводу о том, что всякое существование есть страдание. Уйдя в отшельни­чество, он через 7 лет „познал истину и начал ее проповедовать по городам и селам Индии. Осн. положения своего учения он изло­жил в бенаресской проповеди в форме „четырех благородных ис­тин . Его ученики составили пер­вую на земле монашескую общину. Умер он в 80-летнем возрасте. В 1956 буддисты торжественно отметили 2500-летие этого собы­тия. Вопрос о том, лежит ли в ос­нове составленных во 2-3 вв. н. э. „жизнеописаний Б. воспоминание о реальном проповеднике, еще не решен наукой. Несомненно лишь, что Шакья-Муни единоличным „создателем буддизма, каким его представляет будд, канонич. лит­ра, быть не мог.

БУДДИЗМ - одна из 3 мир. ре­лигий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и впослед­ствии распространившаяся в стра­нах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн. Востока. Последо­ватели Б. считают, что он явился результатом , проповеди Будды Шакья-Муни., В действительности его появление было вызвано важ­ными изменениями в инд. об-ве: разрушением родоплемен. связей и порядков, усилением клас. гнета и появлением крупных рабовлад. гос-в. Прежние племен, религии перестали отвечать новым обществ, условиям. Из множества религ. групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религ. спасения в 3 в. до н. э., при энер­гичной поддержке светской власти (императора Ашоки) складывает­ся более или менее единая будд, орг-ция (монашеская община - сангха) и догматика. Б. учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущест­вующему. Причина зла и страда­ний — привязанность человека и др. живых существ к восприни­маемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений (сансара). Любое человеч. чувство, страсть, жела­ние лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из „круговорота бы­тия , необходимо преодолеть неве­дение, познать сущность мира, от­казаться от жажды жизни, от стремления к жизнен, наслажде­ниям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходя­щий характер всего земного - лишь так можно вступить на ,,путь спасения . „Благородный восьмиричный путь спасения - это праведная жизнь, суть к-рой в постепенном преодолении в се­бе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной от­решенности, в к-рой нет уже места даже радости от перспек­тивы близкого спасения. Само спа­сение состоит в переходе из санса-ры в нирвану, в небытие. В раннем Б. на такое спасение мог рассчи­тывать лишь монах-отшельник. Ми­рянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он бу­дет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требо­ваний (панча-шила): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкого­ля. Учение Б. было выгодно гос­подств, классам, т. к. объясняло все земное зло, в т. ч. и эксплуа­тацию, виной самого страдающего, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (кар­му) , и выдвигало кротость и сми­рение в число гл. добродетелей, несущих избавление от страданий земного бытия. Значит, расцвета в Индии Б. достиг в Кушанском царстве (первые века н. э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму, и к 12 в. он почти исчезает из Индии, получая широ­кое распространение за ее преде­лами. Внутри Б. всегда велась борьба мн. сект и направлений. Наиболее др. формой Б. считают хинаяну. Др. направлением инд. Б. стал тантризм, или ваджраяна. За пределами Индии Б. распространился гл. обр. в форме махаяны. Тибете в 14—16 вв. сложился ламаизм. В форме чань - Б., воз­никшего в 5 в. в Китае, он полу­чил в сер. 20 в. популярность в бурж. странах Запада. В послед­ние десятилетия возн. ряд направ­лений необуддизма и метабуддизма. В наст. вр. будд, орг-ции в странах Азии играют самую различную соц. роль. Нек-рые из них активно участвуют в борьбе за нац. независимость, против ко­лониализма и неоколониализма. Создан ряд международ, будд, орг-ций.

БУДДИЙСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  - филос. содержание и обоснование будд, учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокоммен­тированных его учениками. Буд­дизм усвоил идею цепи перерожде­ний из др.-инд. религий. Путь от перерождения к перерождению об­рекает человека на страдания, изба­виться от к-рых можно, лишь дос­тигнув нирваны. Человек своими силами, без посредников, доброде­тельной жизнью, пройдя 4 ступени мудрости (став архатом), мо­жет прервать цепь перерождений и уйти в нирвану. Буддисты при­знавали реальность внешнего ми­ра и духовного мира человека, считая вместе с тем, что в мире нет ничего, кроме процессов ста­новления. Душа не является по­стоянной субстанцией и потому не может существовать вечно. Осн. содержанием учения его последо­ватели считали проповедь любви ко всему живому (в философии - сантана) и строгую подчиненность велениям ума: знания должны служить благочестивой жизни, они необходимы для избавления от страданий. После смерти Будды между его учениками произошел раскол. Часть их (направление хинаяна) придерживались традиц. взглядов, пытаясь, однако, при­дать учению строгую логич. после­довательность (филос. школы вайбхашиков и саутрантиков, пос­ледним присущи элементы диалек­тики). Др. направление, махаяна, реформировало все стороны будд, учения, придав Будде атрибуты божества, введя религ. обряды, поклонения, молитвы, отказалось от „восьмиричного пути , указав массам широкий и легкий путь спасения благодаря культу бодхисатв-наставников и пр. Рефор­матор буддизма и основатель шко­лы шунья-вада (мадхьямика) поэт Нагарджуна сформулировал идею единства материального и духов­ного мира на основе их иллю­зорности, развитую позднее Дхармопалой, Асангой (главой школы „йогачара ), философом Васабунду. Суть ее такова: существует сантана - поток сознательной жизни, к-рый состоит из комби­наций дхарм - элементов, един­ственной характеристикой к-рых служит их относительность, мгно­венность. Мир, состоящий из мгно­венных комбинаций мгновенных дхарм, является нереальным, ил­люзорным. Существование же предметного мира объясняется на­личием кармы (общей и индиви­дуальной) . Рождение и смерть также лишь мгновения в этом нескончаемом потоке мгновений. Нагарджуна считал, что шуньята (пустота) является абсолютной, истинной даже в сравнении с нир­ваной раннего буддизма.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - рус. экономист и философ-мистик. С 1923 - в эмиг­рации, в 1925-1944 - проф. дог­матики рус. богосл. ин-та в Пари­же. Б. эволюционировал от „ле­гального марксизма к религ. ми­росозерцанию. По мнению Б., куль­тура, соц. и нац. отношения, создаваемые помимо христ. идеа­лов, гибельны для человечества. Поэтому безрелиг. революции, про­исшедшие в России в 20 в., яв­ляются предвестием катастрофич. конца истории. Доминирующей в учении Б. стала идея боговоплощения, т. е. связи, посредству­ющего звена между богом и соз­данным им миром - софии. Софиология Б., носившая целиком мистико-мифологич. характер, из­ложена в работах „Свет невечер­ний (1917), „О богочеловечестве (1933-1945) и др.

БУЛЛА (лат. bulla - шарик) — в средние века круглая метал, печать, скреплявшая папские, ко­ролевские, императорские акты; так же называются наиболее важ­ные акты пап римск., содержащие обращения, постановления, распо­ряжения. Называются Б. по нач. словам их текста, написанного на лат. языке.

БУЛЬТМАН Рудольф (1884-1976) - нем. протест, теолог. В 20-е гг. примыкал к неоорто­доксии, впоследствии разошелся с К. Бартом и обратился к фило­софии экзистенциализма. Бог, по Б., не есть некая метафизич. сущ­ность, объект, внешний для чело­века. Бог существует лишь как неотьемл. коррелят человека. Его существование не доказывается рационально, а постигается „эк­зистенциально , в акте веры. Б. выдвинул концепцию „демифоло­гизации Нового завета. Б. счи­тает, что, поскольку совр. чело­век утерял веру в реальность библ. мифов, следует „демифо­логизировать христианство, т. е. интерпретировать христ. мифы не букв., а антропологически, экзис­тенциально, рассматривая их лишь как символич. образы, выражаю­щие отношение человека к богу. Б. оказал большое влияние на всю совр. христ. теологию.

БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Ис-маил аль-Джуфи (810-870) - мусульм. деятель, сыгравший зна­чит, роль в составлении ислам. св. предания - сунны. Состав­ленный Б. сборник „Аль-Джами ас-сахих считается самым авто­ритетным из ее 6 канонич. сбор­ников.

БУХМАНИЗМ - религ.-этич. уче­ние, отрицающее соц. природу антагонистич. противоречий капи­тализма и сводящее их причину к „моральному несовершенству личности.. Основатель Б. - амер. протест, священник Фрэнк Бухман (1878-1961). Религ. апология капитализма тесно связана в Б. с проповедью антикоммунизма, стремлением объединить на этой основе всех последователей христ. веры. Б. - воинств, клерик. дви­жение, имеющее свою международ, орг-цию - „Моральное перевоору­жение . Призывая следовать „че­тырем абсолютам (честность, чи­стота, самоотречение и любовь), эта орг-ция широко использует церк. и светские средства мас­совой информации для внедре­ния идей Б. в обществ, сознание. Реакц. деятельность „Морального перевооружения направляется ежегодными конференциями, а также 3 центрами, к-рые на­ходятся в США, Англии и Швей­царии.

„БХАГАВАДГИТА (санскр.-песнь богов) - входящий в состав „Махабхараты трактат, излагаю­щий основы брахманизма и ин­дуизма. Каждый человек, требует „Б. , должен выполнять свой долг (дхарму) в соответствии с той варной, к к-рой он при­надлежит. Гл. добродетелью яв­ляются смирение и покорность, терпение и самоотвержение, ахимса; однако в обязанности кшат­риев (воинов) может входить на­силие и даже убийство. Борьба со злом — удел бога, временами являющегося с этой целью на землю (аватара) . Лишь служение богу - Брахме - может привести к слиянию с ним, т. е. к спасению.

БХАКТИ (санскр., букв. - пре­данность, любовь к богу) - ре­лиг. течение в индуизме; на его основе развилось народное сек­тантское движение в Индии, гл. обр. в 12—17 вв. Б. провозглашало равенство людей перед богом, отрицало деление их на касты. Из Б. сформировался сикхизм.

БЫТИЕ - название первой книги Ветхого завета в рус. переводе Библии; в евр. оригинале она названа по первому слову текста „Берешит („В начале ), в пере­водах на новые языки - „Гене­зис („Происхождение ). Пер­вые главы содержат мифологич. историю сотворения мира и чело­века, грехопадения первых людей и изгнания их из рая, размноже­ния потомков Адама и Евы, всемирн. потопа, строительства вавилон. башни. Затем идут жиз­неописания праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Особо существен­ны в этой части книги: „обето­вание , данное богом Аврааму, а затем Исааку, „умножить их семя и сделать их потомство своим избранным народом; по­вествования о продаже Иосифа в егип. рабство, о поселении ев­реев в Египте. Синагогой и церковью книга Б. приписывается Моисею, как и остальные книги Пятикнижия. На самом деле текст книги Б. восходит к 3 источникам Пятикнижия: Яхвисту, Элохисту и Жреч. кодексу. Наиболее др. фрагменты ее относятся к 9 в. до н. э.

БЭКОН Роджер (ок. 1214-1292) - англ. философ и естест­воиспытатель. Был мон&хом-фран-цисканцем. Выступал против схоластич. умствования и слепого по­читания церк. авторитетов. Основу познания видел в опыте; целью развития науки считал овладение силами природы. Критиковал фе­од, порядки, невежество духовен­ства, предлагал развивать светское образование. Церк. властями был отстранен от преподавания в Окс­форде, пробыл ок. 14 лет в мо­настырской тюрьме.

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) - англ. философ, родоначальник англ. материализма. В трактате „Новый Органон (1620) и др. соч. утверждал, что целью науки яв­ляется познание природы, овладе­ние ее силами, требовал очище­ния разума от предрассудков и за­блуждений („идолов , или „приз­раков ). Б. разработал метод науч. индукции, развивал концеп­цию „двойственной истины , под­черкивал приоритет знания перед верой, выступал против схоластич. философии. В то же время Б. при­знавал бытие бога, существование особой разумной души. Однако объективно его учение было на­правлено против религ.-идеалистич. мировоззрения, вело к ма-териалистич. пониманию природы и человека.

БЭЛ, Бел (вавилонск. - Билу, греч. - Вил - владыка) - вавилоно-ассир. бог Земли. Соот­ветствует верховному шумерийскому божеству Энлилю, а также евр.-финикийскому Ваалу. В честь Б. проводились мистерии, в к-рых в образной форме раскрывалось содержание мифа о Б.: убийство божества и его воскрешение.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Словарь Атеиста:

ГАГ - ГОЛ

ГАГАРИН Алексей Петрович (1895-1960) - сов. философ, д-р филос. наук, проф. Г. занимался проблемами истории философии и ат...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...