Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ДЖО - ДРЕ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ДЖОНСОН Хыолстт (1874-1966) - англикан. священник (в 1931 — 1963 - настоятель Кентерберий-ского собора), видный обществ, деятель, член Всемирн. Совета Ми­ра, лауреат международ. Ленин­ской премии „За укрепление мира между народами . В СССР переве­дена книга Д. „Христиане и ком­мунизм (1957), в к-рой он трак­тует христ. учение как совпадаю­щее по своим идеалам с комму­низмом.

ДЖУМА (араб.) - пятница, в исла­ме - день полуденного торжеств, богослужения,организуемого в ме­чети с обязательной совместной молитвой и выступлением пропо­ведника. Праздничный, но не обя­зательно нерабочий день.

ДЗИММУ ТЭННО (яп. тэнно - вер­ховный правитель, Дзимму - имя собств.) - персонаж др.-яп. мифов о богах и героях - „Кодзики , „Нихонги и др. Д. т. приписыва­ется легенд, поход и завоевание престола царей Ямато (др. назва­ние Японии) на о. Хонсю, его ро­дословная восходит к солнечной богине Аматэрасу. На этом строит­ся обоснование божеств, проис­хождения яп. императорской ди­настии.

ДЗИНДЗЯ, дзингу - культовый синтоистский комплекс. Д. состо­ит из хондэна - внутр. камеры, в к-рой хранится „тело боже­ства, - и хайдэна, где происходят ритуальные церемонии.

ДЗЭН - яп. эквивалент кит. „чань или „чань-на от санскр. „дхъяна , обозначающего как в индуизме, так и в буддизме „сосредоточен­ное созерцание , или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой „сатори - неожидан­ным „просветлением , заключаю­щимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуаль­ном преображенном сознании че­ловека. Д.-буддизм появился в Ки­тае в псрв. пол. 6 в. Его возникно­вение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм прони­кает в др. страны: во Вьетнам - в форме „таен , в' Корею - в виде „сэн , в 12-13 вв. - в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией филос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) не­посредственная („от сердца к серд­цу ) передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека („всеобщей истинной мудростью Будды ); 3) независи­мость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Буд­ды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. религ.- орг-ции: Обаку, Риндзай и Со­то. От них следует отличать совр. модификации - „коджо , „мир­ской , „немонастырский Д., соз­данный в 19 в. и широко пропаган­дируемый в зап. капиталистиче­ских странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); „бит-Д, - искаженную форму Д.-будд. меди­тации, практикуемую наряду с упо­треблением наркотиков и др. пси­ходелических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода „промывания мозгов и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специ­альными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. ре­лиг. модернизме. Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлека­ет ее от решения реальных соц.-экономич. и политич. проблем.

ДИАЛЕКТИКА   (греч., первонач. значение термина - искусство вести беседу, рассуждать) - учение о развитии. В домарксистской фи­лософии существовали 3 осн. фор­мы Д.: стихийная Д. древних, идеа-листич. нем. Д. кон. 18 - нач. 19 в. и Д. рус. революц. демократов 19 в. Вершиной в развитии домаркси­стской Д. была идеалистич. Д. Ге­геля. Освоив достижения Д. Геге­ля, К. Маркс коренным образом переработал ее и создал материалистич. Д., к-рая не только отлич­на от гегелевской, но и составляет ее   прямую   противоположность. У Гегеля в основе диалектич. про­цесса лежит развитие мышления, оторванного от человека и превра­щенного в самостоят, субстанцию. В основе Д. вещей у Гегеля лежит Д. понятий. С марксистской т. зр. Д. — наука о наиболее общих зако­нах развития природы, об-ва и мышления, теория и метод позна­ния явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызывае­мом внутр. противоречиями. Объ­ективная Д. (движение и развитие природы и об-ва) определяет субъ­ективную Д., т. е. движение чело-веч, понятий. В. И. Ленин опреде­лял диалектику как самое полное, всестороннее и богатое содержани­ем учение о развитии. Осн. закона­ми диалектики являются: единство и борьба противоположностей; пе­реход количественных изменений в   качественные;   отрицание  от­рицания. Закон единства и борь­бы противоположностей составля­ет ядро диалектики, ибо он объяс­няет источники движения материи, заложенные в ней самой. Движе­ние мдтерии выступает как ее са­модвижение, что подрывает любые религ. и идеалистич. представления о „творце , перводвигателе и т. п. Закон перехода количественных изменений в качественные выяв­ляет Д. количественных и каче­ственных изменений, показывает, что развитие в природе и об-ве включает в себя скачки, перерывы постепенности.  Закон отрицания отрицания характеризует соотно­шение различных этапов развития, когда развитие как бы повторяет пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступе­ни. Законы Д. дополняются диа­лектич. закономерностями, выявляющими соотношение формы и содержания, сущности и явления, необходимости и случайности, при­чины и следствия, единичного, осо­бенного и всеобщего и т. п. Диа­лектич. законы - это законы раз­вития не только материального мира, но и человеч. познания. Д. выступает как всеобщий метод познания. Диалектич. метод не за­меняет частных науч. методов, он выступает лишь как их общая тео-ретич. предпосылка. Д. вооружает марксистско-ленинские партии и всех трудящихся методом и науч. познания, и революц. преобразова­ния действительности.

„ДИАЛЕКТИКА   ПРИРОДЫ    - произведение Ф. Энгельса, в к-ром дано диалектико-материалистич. обобщение важных достижений естествознания вт. трети 19 в., ос­вещены ключевые проблемы диа­лектики как теории и метода по­знания. „Д. п. не была закончена автором. Рукопись „Д. п. состоит из 10 статей и 169 отд. заметок и фрагментов. Осн. часть „Д. п. бы­ла написана Ф. Энгельсом в 1873— 1882. Опубликована „Д. п. впер­вые полностью в СССР в 1925 на нем. и рус. языках. В содержании ,,Д. п. можно выделить 3 осн. раз1 дела: естествознание и филосо­фия; классификация наук и диа­лектич. их содержание; критика идеализма и метафизики в естеств. науках. В работе над „Д. п. Ф. Эн­гельс ставил задачу вскрыть диа­лектич. закономерности, действую­щие в природе, и на этой основе показать необходимость сознат. применения учеными-естествоис­пытателями диалектич. метода, подвергнуть критике их идеали­стич. и метафизич. заблуждения. „Д. п. имеет большое значение и для науч. атеизма. В ней освещены мн. проблемы, науч. анализ к-рых подрывает религ.-идеалистич. пред­ставления и догмы. В части., в ,,Д. п. Ф. Энгельс впервые изложил теорию происхождения человека, показав, что труд сыграл решаю­щую роль в процессе формирова­ния человеч. разума. Тем самым был нанесен серьезный удар по ре­лиг. представлениям о человеч. душе и ее непосредственном со-творении богом. Большое атеистич. значение имели также идеи Энгель­са о сущности жизни, направлен­ные против витализма. Энгельс критикует попытки нек-рых есте­ствоиспытателей прибегнуть к идее творца мира, опираясь на отд. не­состоят, гипотезы (напр., гипотезу „тепловой смерти Вселенной ), остроумно и метко высмеивает увлечение спиритизмом. Несмотря на то, что мн. конкр.-науч. дан­ные и положения, использованные в „Д. п. , устарели, ее общее филос. содержание полностью со­храняет свое методологич. значе­ние.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛО­ГИЯ (теология кризиса) - направ­ление протест, теологии, сложив­шееся в 20-е гг. 20 в. и распро­страненное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. - учение Кьеркегора и экзистенциализм. Проти­воречия капитализма получили в Д. т. своеобразное отражение в ут­верждении о существовании не­преодолимого противоречия меж­ду богом и несовершенным и гре­ховным по своей природе челове­ком, что обусловливает трагизм человеч. бытия. Стремление чело­века силой чувств и разума понять бога - тщетно; бог для него - не­постижимая тайна. Единственный путь приобщения к богу - вера в истинность божеств, откровения. Признание абсурдности мира, бес­смысленности жизни, истолкова­ние кризиса бурж. об-ва как не­устранимого кризиса человеч. бы­тия - все эти идеи Д. т. по своему соц.-историч. смыслу означали уве­ковечивание капитализма. Сторон­ники Д. т.: К. Барт, Ф. Гогартен, Р. Бультман, П. Тиллих, Р. Нибур. В рамках Д. т. уживались различ­ные соц.-филос. концепции: религ. изоляционизм, отказ от идей соц. прогресса и попытки связать идею греховности человека с признани­ем его активной роли в истории, его ответственности за свои по­ступки.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИА­ЛИЗМ - марксистско-ленинское филос. учение, единственно науч. мировоззрение современности. Д. м. был создан К. Марксом и Ф. Эн­гельсом, к-рые с позиций рабочего класса подвергли критич. анализу и творчески переработали высш. достижения филос. мысли прош­лого, в части, диалектич. учение Гегеля и материализм Л. Фейер­баха, и создали принципиально новое филос. учение, в к-ром ма­териализм и диалектика представ­ляют собой органическое единство. В. И. Ленин творчески развил Д. м. в новых историч. условиях, обоб­щил и осмыслил с филос. позиций открытия совр. естествознания. Д. м. есть высш. форма материализ­ма. Он исходит из признания пер­вичности материи и вторичности сознания. С т. зр. Д. м. весь окру­жающий нас мир есть бесконечная в своем развитии и самодвижении материальная Вселенная. Движе­ние, пространство и время пред­ставляют собой всеобщие и необ­ходимые формы существования материи. Материя существует веч­но и не нуждается ни в каком „творце , ни в каком „первотолч­ке или „перводвигателе . Источ­ником вечного движения, измене­ния и развития материи являются присущие ей внутр. противоречия. Диалектико-материалистич. кон­цепция рассматривает развитие не как простое количественное изме­нение, а как сложный процесс, включающий скачки, перерывы постепенности, переходы количе­ственных изменений в качествен­ные, единство и борьбу противо­положностей. Д. м. объясняет движение материи как ее само­движение, устраняя тем самым религ .-идеалистич. идею творца. Наиболее общие законы движения материального мира суть законы диалектики. Проблема отношения сознания к материи выступает как осн. вопрос философии, к-рый ре­шается Д. м. с последовательно материалистич. позиций. В проти­воположность агностицизму и по­зитивизму Д. м. утверждает без­граничную возможность познания человеком окружающего мира. В то же время возможности позна­ния мира на каждом этапе разви­тия об-ва исторически обусловле­ны уровнем развития человеч. практики и науки. Науч. истины всегда относительны, но относи­тельность знаний не исключает, а предполагает наличие в них объек­тивного содержания. Д. м. в отли­чие от сенсуализма и рационализ­ма учитывает важную роль в про­цессе познания как чувств, созер­цания, так и абстракт, мышления. Практика, ст. зр. Д. м., выступает не только критерием истинности знаний, но и основой всего процес­са познания и его целью. Атеизм — необходимая сторона Д. м. По­скольку Д. м. отрицает существо­вание сил и сущностей, находя­щихся вне реального, чувственно воспринимаемого мира, он атеистичен по своей сути. Все положе­ния, законы и категории Д. м. своим содержанием опровергают религию и идеализм. Д. м. суще­ствует в неразрывной связи и ор­ганическом единстве с историч. ма­териализмом. Д. м. представляет собой философию нового типа. Он выступает как теоретич. оружие марксистско-ленинских партий, всех трудящихся, борющихся за победу социализма и коммунизма. Будучи методологией всякого на­уч. познания, Д. м. позволяет пра­вильно подойти к изучению любо­го процесса и явления в природе и в об-ве, выявить взаимосвязи и сцепления явлений, предсказать общее направление развития собы­тий в будущем. Поэтому Д. м. имеет неоценимое значение не толь­ко для развития теоретич. позна­ния, но и для практики, для по­литики марксистско-ленинских партий. Д. м. позволяет не толь­ко научно объяснить мир, но и из­менить его в соответствии с объективными законами его раз­вития, в интересах всех трудя­щихся.

ДИАЛОГ МАРКСИСТОВ И ВЕРУЮ­ЩИХ — сотрудничество, встречи, обмен мнениями между маркси­стами и верующими по важней­шим соц.-политич. проблемам со­временности (война и мир, капи­тализм и социализм, неоколониа­лизм и развивающиеся страны и др.). Д. м. и в. стал весьма актуаль­ным и получил широкое распро­странение. Мн. религ. объединения поддерживают в наст. вр. идею Д. м. и в., стремясь укрепить свое пошатнувшееся влияние на массы. Коммунистич. и рабочие партии рассматривают его как важное средство установления контактов с верующими и их вовлечения в борьбу за мир, демократию и социализм. Марксистско-ленин­ская концепция Д. м. и в., разра­ботанная международ, коммуни­стич. движением и сформулиро­ванная в документах международ. Совещания коммунистич. и рабо­чих партий 1969, Конференции коммунистич. и рабочих партий Европы 1976, отвечает коренным жизнен, интересам всех трудящих­ся, независимо от их отношения к религии. Наиболее успешно идеи Д. м. и в. осуществляются в социа-листич. странах. Для коммунистов сотрудничество с верующими - не временная тактика, а принципиаль­ная линия и долговременная прог­рамма. Коммунисты направляют свои усилия на сплочение всех трудящихся, верующих и неверую­щих, в антиимпериалистич. и анти-монополистич. борьбе, рассматри­вают проблему сотрудничества с верующими в тесной связи с борьбой классов, с борьбой двух соц. систем - социализма и капи­тализма. Развивая сотрудничество с верующими, марксисты выступа­ют против к.-л. идеологич. комп­ромиссов, против попыток синтеза марксизма и религии. Коммуни­сты считают, что различие миро­воззрений не исключает возмож­ности сотрудничества коммуни­стов и верующих.

ДИАНА - богиня охоты в др.-римск. мифологии. Соответствует др.-греч. Артемиде.

ДИАСПОРА (греч. - рассеяние) - так называли евр. колонии вне Па­лестины, впервые возникшие в 6 в. до н. э., во время т. н. Вавилон, плена. Д. увеличивалась в 5-1 вв. до н. э. в связи с завоеваниями Палестины Персией Македонией, Римом. Д. породила среди евреев мессианские чаяния. Термин „Д. применяется и к др. религ. и этнич. группам, живущим в новых для себя районах на положении нац.-культ. меньшинства.

„ДИДАХЕ (греч. didache - поуче­ние) - один из др. (нач. 2 в.) па­мятников христ. лит-ры неизвест­ного автора. Полное название — „Учение двенадцати апостолов . „Д. состоит из 3 частей: в гл. 1-6 излагаются „пути жизни и смерти , т. е. нравств. нормы поведения христиан; в гл. 7-10 дается опи­сание (впервые в христ. лит-ре) обрядов и молитв; в гл. 11-16 со­держатся наставления об отноше­нии христ. общин к странствую­щим проповедникам (апостолам и пророкам) и указания о выборе должност. лиц (епископов и дья­конов) в общинах. В „Д. отсутст­вуют к.-л. свидетельства земной жизни Иисуса. О нем говорится лишь как об „отроке божьем , пришествие к-рого еще только предстоит.

ДИДРО Дени (1713-1784) - франц. философ-материалист, основатель и редактор „Энциклопедии , один из выдающихся представителей бурж. воинств, атеизма. Филос. взгляды Д. претерпели сложную эволюцию: начинал он как сторон­ник теизма, затем стал деистом, а в зрелом периоде перешел на по­зиции материализма и атеизма. Ча­сто подвергался гонениям со сто­роны светских и церк. властей. В 1749 за распространение мате-риалистич. и атеистич. произведе­ний был заточен в Венсенский за­мок. После выхода из тюрьмы ос­новал и возглавил знаменитую „Энциклопедию (1751-1780), 35 томов к-рой выпустил, несмотря на все чинимые ему препятствия. В своем творчестве большое вни­мание уделил проблемам всесто­ронней критики религии, убеди­тельно показав ее несовмести­мость с науч. мировоззрением. Отвергая релит, мораль, он спра­ведливо указывал на то, что она убивает в человеке активность, ка­лечит его, прививает ему рабскую покорность. Подверг глубокой критике вероучение и практику христианства, показав несостоя­тельность догмата о троице, неле­пость веры в чудеса, противоречи­вость еванг. рассказов. Д. считает­ся одним из предшественников мифологии, школы, он, ссылаясь на отсутствие к.-л. достоверных свидетельств, ставил под сомнение историчность Христа. Одним из первых он установил преемствен­ную связь между античными и христ. мифами. Выступая против реакц. деятельности духовенства, выдвигал требование свободы граждан в делах веры, выступал за упразднение контроля церкви над школой. Атеизм Д. носил исторически ограниченный, про­светит, характер, религию он рас­сматривал как продукт невеже­ства и страха людей, обманутых духовенством, считал просвеще­ние гл. средством преодоления религии, не требовал отделения церкви от гос-ва. Однако в целом творчество и деятельность Д. были важной вехой в развитии атеистич. воззрений. Осн. работы: „Письмо о слепых в назидание зрячим (1749), „Мысли к объяснению при­роды (1754), „Монахиня (1760), „Философские основания материи и движения (1770) и др.

ДИОНИС - в др.-греч. мифологии бог виноградарства и виноделия. Культ Д. носил оргиастич. харак­тер: празднества (дионисии) со­провождались необузданным ве­сельем.

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502) — рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стре­милось использовать искусство для укрепления великокняж. вла­сти и поэтому усилило его регла­ментацию. Для икон и фресок Д. характерен тонкий рисунок и изы­скан, колорит. Однако в них можно заметить нек-рое единооб­разие приемов; им присущи также праздничность и декоративность, к-рые несколько затушевывают психологич. выразительность обра­зов („Богоматерь Одигитрия , „Спас в силах ). Сохранились лишь немногие из произведений Д. Иконы его письма находятся гл. о. в Русском музее и в Треть­яковской галерее.

ДИОНИСИЙ  АРЕОПАГИТ  - по еванг. легенде, судья афин. арео­пага, живший в 1 в. и обращенный в христианство апостолом Павлом. Впоследствии стал первым афин. епископом. Во вт. пол. 5 в. под его именем появились религ.-филос. соч., т. н. ареопагитики (10 писем и 4 трактата), проникнутые духом неоплатонизма. Идеи о божестве как сверхразумном тождестве бы­тия и небытия, приписывавшиеся Д. А., оказали большое влияние на филос. мысль Византии и Зап. Европы, в т. ч. на мыслителей Воз­рождения.

ДИПТИХ (греч. diptychos - сло­женный вдвое) - икона в виде двухчастного складня с рельеф­ным (чеканка, гравировка) или живописным (на дереве) изобра­жением. Д. встречается в правосл. и католич. культовом искусстве. 2 части Д. могут быть связаны (но не обязательно) определенным сю­жетом или религ. идеей.

ДИССЕНТЕРЫ,  нонконформисты (англ. dissenters, от лат. dissentio - не соглашаюсь) - в Англии общее название лиц, расходившихся во взглядах с учением господств, церкви и ее руководства, отделя­ясь от них и организационно. Так именовались члены религ. сооб­ществ, отколовшихся от госу­дарств, церкви. С сер. 19 в. более употребительным становится тер­мин „нонконформисты , обозна­чающий не „раскольников , а ина­комыслящих, расходящихся с гос­подств, церковью по частным вопросам. Позднее, в условиях развивающейся секуляризации, борьбы заотделение церквиотгос-ва и ликвидации привилегий гос. церкви, этот термин применяется и к последователям так называе­мых „свободных церквей (бап­тизм, конгрегационализм, мето­дизм и др.).

ДИССИДЕНТЫ - букв, несоглас­ные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует гос­подств, церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко - с 16-17 вв., когда в ходе бурж. револю­ций и формирования совр. наций остро встал вопрос о Д., их гражд. правах в Англии (диссентеры), во Франции (гугеноты) и в Польше (все некатолики, т. е. поляки-протестанты и православные в ус­ловиях господства католицизма). Позднее - все, стоящие вне гос­подств, в данной стране (госу­дарств.) церкви или свободомыс­лящие, вообще порвавшие с ре­лиг. верой. Переноси. - инакомыс­лящие.

ДИЦГЕН Иосиф (1828-1888) - нем. философ, взгляды к-рого формировались под влиянием Л. Фейербаха, а позднее - К. Марк­са и Ф. Энгельса. Самостоятельно пришел к диалектич. материализ­му. В соч. „Сущность головной ра­боты человека , „Религия социал-демократии и др. Д. подверг кри­тике религию и филос. идеализм. Д. связывал преодоление религии не только с развитием теории по­знания на основе практики, но и с упразднением порождающих ее соц. условий.

ДОБРО и ЗЛО - этич. категории для выражения положит, или отриц. оценки обществ, явлений, а также поступков отд. людей. . Пред­ставления о Д. и 3. исторически изменчивы и в клас. об-ве имеют клас. характер. Д. обозначает мо­ральную ценность как таковую и несводимо к удовольствию, сча­стью, благополучию, прогрессу, пользе (обществ, или личной). 3. является отрицанием моральной ценности. Религ. представления о независимости Д. и 3. от практич. интереса, о вечности и неиз­менности их основополагающих характеристик всецело определя­лись исходным принципом бо­жеств, сущности морали. Духов­ный кризис совр. бурж. об-ва, разочарование в науке и ее практич. применении приводят часть людей к ложному убеждению, буд­то без религии Д. и 3. теряют свое основание, исчезают, уступая ме­сто утилитарному расчету. Этому заблуждению способствуют идеи бурж. философов о невозможно­сти науч. обоснования моральных ценностей. Науч. объяснение сущ­ности понятий Д. и 3. дает марк­систская этика. Энгельс указывал, что „представления о добре и зле. так  сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно друго­му (т. 20, с. 94). Историч. прехо­дящий характер нравств. требова­ний, их классовая природа и соци­альная обусловленность полно­стью опровергают систему религ. представлений о сущности Д. и 3. Все богословск. концепции о боге как олицетворении Д. и о свободе воли человека, порождающей 3. (см. Теодицея), несостоятельны. По мере уничтожения соц. нера­венства, развития культуры и до­стижения справедливости и прав­ды Д. и 3. приобретают все более ясный и согласующийся с наукой смысл нравственных ориентиров на пути развития личности и об-ва.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - свойство харак­тера, одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разу­ма и воли на нравств. образ дей­ствия. Д. противоположна пороку. В античной философии осн. добро­детелью считалась мудрость, разум­ность. Платон считал 4 Д. основны­ми („кардинальными ): мудрость, мужество, справедливость и уме­ренность. Д. и счастье считались сов­падающими понятиями, посколь­ку одинаково означали жизнь, со­гласную с разумом и природой. Христианство принизило роль ра­зума и противопоставило антич­ным 3 „теологич. Д. : веру, надеж­ду и любовь. Д. в религ. понима­нии - средство быть угодным бо­гу, путь личного спасения. Однако и верующие люди, совершая доб­рые поступки, делают это не ради расположения бога, а руковод­ствуясь земными мотивами, стрем­лением к тому, чтобы жизнь стала лучше, а сам человек совершеннее. С т. зр. науч. атеизма Д. хотя и не гарантирует счастья, тем не менее она его необходимое условие.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александ­рович (1836-1861) - рус. рево-люц. демократ, лит. критик, фи­лософ-материалист, атеист, сорат­ник Я. Г. Чернышевского. Работая в журнале „Современник (1857-1861), он развернул пропаганду материализма и атеизма в подцен­зурной печати. Критикуя соч. апологетов религии, он подводит чи­тателя к атеистич. выводам. Так, указывая на абсурдность утверж­дения, будто „можно сделать что-нибудь из ничего (Собр. соч. В 9-ти т., т. 3, с. 282), объясняя, что вне материи никакой силы суще­ствовать не может (т. 4, с. 260), что „началом психической дея­тельности является мозг, что в природе „везде одна и та же ма­терия, только на разных ступенях развития (т. 4, с. 263), Д. отверга­ет, т. о., существование бога и бес­смертной души. Критикуя аполо­гетов христ. морали, Д. отстаивает право человека на „самостоятель­ное свободное действие (т. 3, с. 347). Религия у Д. - историч. яв­ление (т. 3, с. 399), причина к-рого кроется в „жизненных отношени­ях (т. 6, с. 325). Ее преодоление он связывал с соц. преобразовани­ями, с обеспечением свободы со­вести.

ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ (греч. dogmatos) — осн. положения веро­учения, признаваемые непререкае­мо истинными, вечными и неиз­менными божеств, установления­ми, обязательными для всех веру­ющих. Каждая совр. развитая ре­лигия имеет свою собств. догматич. систему, выработанную в про­цессе длительных споров и внутрицерк. борьбы. В христианстве догматика была утверждена пер­выми 2 вселенскими соборами и получила название Никео-Царьградского ,,Символа веры , вклю­чившего 12 осн. догматов: о три­единстве бога, боговоплощении, искуплении, вознесении, креще­нии, бессмертии души и т. д. По­следующие вселенские соборы до­полнили символ веры Д. р. о бо­жеств, и человеч. природе Христа, о наличии у Христа 2 воль и 2 дей­ствий, об обязательности иконопо-читания. После разделения христ. церквей каждая конфессия вклю­чала в свое вероучение Д. р., не признаваемые др. христ. церквами. Католицизм утвердил Д. р. о чисти­лище, исхождении духа святого не только от отца, но и от сына, не­порочном зачатии богородицы и ее телесном вознесении на небо, не­погрешимости папы римск. в делах веры и нравственности. Проте­стантизм отверг общехрист. Д. р. о священстве, елеосвящении и др. и признал новый Д. р. об оправда­нии верой. В борьбе с ересями, сво­бодомыслием, атеизмом христ. теология разработала сложную си­стему обоснования догматики. Не отказываясь в целом от традиц. понимания содержания Д. р., все конфессии в той или иной мере стремятся истолковать их приме­нительно к духу времени, изме­нившимся взглядам верующих. Процесс обновления религии не мог не затронуть и представлений о Д. р. как абсолютно неизменной истине. В наст. вр. большинство христ., мусульм., иуд. богословов отвергают прежний догматич. бук­вализм, разрабатывают новые формулировки Д. р.

ДОДОНА - древнейшее святили­ще Зевса в Эпире, местонахожде­ние знаменитого оракула. Святи­лище просуществовало до 4 в.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БО­ГА - система аргументов в теоло­гии и религ. философии, использу­емая для логического обоснова­ния существования бога и на этой основе необходимости религ. веры. Наиболее распространенными яв­ляются следующие Д. б. б.: 1) он­тологическое, сформулирован­ное в 11 в. теологом-схоластом Лнсельмом Кентерберийским. Оно выводится из представления о наличии всесовершенного суще­ства не только в сознании, но и в действительности, к-рое может быть только богом. Это доказа­тельство было подвергнуто крити­ке Фомой Аквинским. Кантом и мн. теологами. Логическая несо­стоятельность данного доказатель­ства состоит в том, что существо­вание бога подменяется существо­ванием понятия о боге, в логике это называется подменой тезиса. По принципу онтологич. дока­зательства построены историче­ское (у всех народов есть рели­гия, что свидетельствует о суще­ствовании бога), психологиче­ское (наличие у человека религ. чувства должно вызываться внеш­ней причиной, к-рой и является бог), антропологическое (если человек образ и подобие бога, то это и означает, что бог существу­ет); 2) космологическое, сфор­мулированное Платоном и Ари­стотелем, сводится к признанию существования или первопричины, или перводвигателя в качестве им­пульса всякого начала или движе­ния. У Г. В. Лейбница и X. Вольфа существование бога выводится из признания наличия безусловной сущности или не сводимой ни к ка­ким конечным причинам „причи­ны всякого бытия . Кант убеди­тельно раскрыл наличие в этом доказательстве софистики онтоло­гич. Д. б. б. Существование, с его т. зр., не может быть доказано по­средством логического анализа по­нятия, поскольку оно не является признаком этого понятия. Диалек-тич. материализм, раскрыв несо­стоятельность представлений о пер­вотолчке, целевой причине, и от­вергнув упрощенный взгляд на взаимодействие причин и следст­вий, показал науч. и методологич. ошибочность признания сверхъ-естеств. причин, в т. ч. и космоло-гич. Д. б. б.; 3) телеологиче­ское, или физико-теологич., сво­дящееся к признанию наличия в мире абсолют, целесообразно­сти, к-рая порождена премудрым архитектором. Это доказательство особенно широко используется в совр. религ.-богосл. практике. Давая извращенную интерпрета­цию целесообразности, теология конструирует картину мира, ис­ключающую проявление и дейст­вие внутр. законов развития дей­ствительности. Теория Ч. Дарвина раскрыла причины целесообразно­сти в живой природе, а учение историч. материализма К. Маркса и Ф. Энгельса изгнало телеологию из науки об об-ве, лишив, т. о., те-леологич. доказательство какого бы то ни было значения; 4) нрав­ственное, строящееся на пред­ставлении о наличии всеобщего морального миропорядка, абсо­лют, и вечного нравств. закона как проявления божеств, начала в мире. И. Кант, выдвинувший его, утверждал, что всеобщий нравств. закон как безусловное трансцендентное предписание или„категорический императив мо­жет стать универсальным прави­лом поведения только тогда, ког­да будет признано существование бога. Это доказательство строится на ложном представлении о нали­чии внеисторич., внеклас. вечной морали, характер к-рой определя­ется внешней сверхпричиной. Ил­люзорность подобных представле­ний убедительно раскрыта марк­сизмом.

ДОКЕТИЗМ (отгреч. dokeo - ка­заться) - раннехрист. ересь 2— 3 вв., одно из направлений в гно­стицизме (см. Гностики). Пред­ставители Д. считали телесность злым, низш. началом и на этом основании отвергали христ. учение о воплощении Христа в телесного человека во время его земной жиз­ни. Они учили, что Христос только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями. От­стаивая миф о Христе как богоче­ловеке, церковь вела борьбу про­тив Д.

ДОЛГ — этич. категория, в к-рой выражается нравств. обязанность человека перед об-вом, классом, партией или соц. группой, выпол­няемая из побуждений совести. Д. предполагает не подчинение, а сво­бодное самоопределение личности. Религия выдвигает в качестве ос­нования Д. бога, его заповеди и тем самым лишает нравств. посту­пок добровольности. Христианство различает Д. перед богом, Д. перед людьми и Д. перед собой, к-рые нередко вступают в конфликт друг с другом. Д., по христ. уче­нию, противостоит влечениям гре­ховной природы человека. С т. зр. науч. атеизма Д. как особое психо-логич. переживание обусловлен соц. природой человека, историч. развитием и обществ, (клас.) взаи­моотношениями. Противополож­ность Д. и склонности, идеалов и жизни устраняется с уничтожени­ем социальных корней этой проти­воположности, с построением бесклас. об-ва, в к-ром Д. не будет требовать самоотречения. Служе­ние Д. (человечности) будет одновременно средством самоутверж­дения личности.

ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА - уч­реждение областной, городской или районной орг-ции доброе, об-ва „Знание , имеющее целью сис­тематическую пропаганду науч.-атеистич. знаний путем организа­ции лекций, семинаров, тематич. вечеров, бесед с верующими и др. мероприятий. Д. н. а. объединяет активистов-общественников, пар­тийных и комсомольских работни­ков, преподавателей, ученых, пред­ставителей творческой интеллиген­ции, ведущих атеистич. работу в городе или районе, оказывает помощь в атеистич. воспитании на­селения и подготовке пропаганди­стов науч. атеизма. Д. н. а. в Моск­ве выполняет функции Всесоюз. методич. центра.

ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищен­ствующего ордена, основанного в Тулузе в 1215 исп. монахом Доменико де Гусманом (1170-1221). Годом позже орден был утверж­ден папой Гонорием III.Д. дают обет бедности, воздержания и по­слушания, им запрещено есть мя­со. Возглавляются генералом, из­бираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно па­пе; монастырями руководят при­оры, монастыри группируются в провинции во главе с провинциа­лами. Д. возглавили борьбу с ката­рами и др. оппозиционными католич. церкви группировками, про­являя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмбле­ма — собака с зажженным факе­лом в зубах, они сами называли себя „псами господними (domini canes). В 1232 папство поручило Д. руководить инквизицией. Вскоре орден распространил свое влияние на мн. христ. страны. Принимал активное участие в конкисте Аме­рики. Из его рядов вышли видные католич. богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколь­ко пап. В наст. вр. число Д. превы­шает 10 тыс., они действуют в 50 странах, имеют около 600 мона­стырей.

ДОМОВОЙ - в религ. верованиях славян и нек-рых др. народов — дух, живущий в доме, охраняю­щий домашний очаг. В представле­ниях о Д. нашли выражение пере­житки первобытн. предков культа. С верой в Д. связаны многочислен­ные религ. магич. обряды: прине­сение жертвы, кормление, пригла­шение Д. в новый дом и др.

ДОНАТИСТЫ - участники религ. движения в римск. Сев. Африке в 4-5 вв. Выступали за непризна­ние действительными таинств, со­вершаемых священниками, изме­нившими церкви в период гонений. Д. были против вторичного креще­ния отступников. Движение возн. в 311 в результате раскола африк. христ. церкви на сторонников епи­скопа Цецилиана („цецилианистов , или „католиков ) него про­тивников во главе с епископом Донатом, по имени к-рого и полу­чило название. Д. образовали са­мостоят, церковь, к к-рой при­мкнули гл. обр. неимущие слои населения: рабы, колоны, город­ские бедняки. Выступали против ортодокс, католич. церкви, защи­щавшей существующий строй, осо­бенно левое крыло Д. - агонистики. После Карфагенского собора (411) собрания Д. под страхом смертной казни были запрещены.

ДОНИНИ Амброджо (р. 1903) - итал. историк-марксист, проф., ав­тор ряда работ по истории христи­анства. Наиболее значит, из них: „Люди, идолы, боги. Очерк исто­рии религии (1960), „История христианства от истоков до Юсти­ниана (1975), „Энциклопедия ре­лигий (1979) и др.

ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА. Воп­рос о времени возникновения ре­лигии имеет большое мировоз-зренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители „венской культурно-историч. школы и т. д.) пы­тались доказывать изначальность религии, возникновение ее вместе с появлением человека. Факты, однако, говорят р том, что на ог­ромном временном отрезке своей истории человек был безрелигио­зен. В наст. вр. большинство антро­пологов полагают, что возраст человечества приближается к 3 млн. лет. Вместе с тем все древнейшие типы людей (Homo habilis, питекан­троп, атлантроп, гейдельбергский человек, синантроп и др.) по цело­му ряду весьма существенных признаков сильно отличались от совр. человека - Homo sapiens (см. Происхождение человека). Особен­но разительными были отличия в строении головного мозга, к-рый имел у древнейших людей значи­тельно меньший объем и менее развитые лобные доли, чем у лю­дей совр. Низкий уровень разви­тия мышления и ограниченные спо­собности к абстракции у древней­ших людей заставляют нас предпо­ложить, что на этой стадии человек еще не знал религии. Подтвержда­ют такое предположение и относя­щиеся к олдувайской и древне-ашельской эпохам археологич. и палеоантропологич. находки, к-рые не дают никаких свидетельств о су­ществовании у древнейшего чело­века религ. верований. Правда, нек-рые зарубежные ученые допу­скают наличие примитивных религ. представлений у синантропа, истол­ковывая практиковавшуюся им некрофагию как своего рода ма­гич. ритуал. Однако поедание тру­пов было, вероятно, вызвано пери­одическими голодовками и не дает достаточных оснований для выво­да о существовании у синантропа религии. Зачатки религии появля­ются только у непосредственных предков человека совр. вида - кроманьонцев.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайло­вич (1821-1881) - рус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают од­но из ведущих мест в истории мир. лит-ры. Наряду со страстной защи­той религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргумента­ция такой силы, к-рая способна подорвать изнутри самые глубо­кие религ. убеждения. Выступле­ния Д. в защиту религии основы­ваются в основном на нравств. мо­тивах: альтернативой вере религ. он считал рационалистич. мировосприятие, к-рое ведет, по его убеж­дению, к нравств. нигилизму, к вседозволенности. В понимании человека и истории Д. стоял на идеалистич. позициях: об-во основы­вается на нравств. началах, нрав­ственность же вытекает из веры. Носителем религ.-нравств. идеи, считал он, является народ, отрыв от к-рого и есть гл. беда образо­ванной части об-ва, причина неве­рия и идейн. шатаний. Используя слабости мировоззрения Д., реакц. идеологи пытаются представить писателя своим союзником и с этой целью затушевывают антибурж. направленность худож. творений Д., его веру в человека, в светлое будущее. Хотя Д. подчеркивал свою приверженность правосл. уче­нию, он был далек от церк. орто­доксии своего времени, выражав­шей интересы господств, классов.

ДОСТИНСТВО ЛИЧНОСТИ - мо­ральная категория, осознание лич­ностью своего обществ, значения. В клас. об-ве Д. л. проявляется противоречиво. В рабовлад. об-ве личность скована религ. предрас­судками, от к-рых в известной ме­ре могли освободиться лишь пере­довые люди того времени. В эпоху феодализма развивается феод, по­нятие Д. л. (рыцарская честь), но­сившее преимущественно сосл. ха­рактер и исключавшее право на человеч. Д. „черни , „простолюди­нов . В борьбе против феод, идео­логии с ее отрицанием человеч. Д. развивается гуманизм, требующий признания высокого назначения и достоинства за каждым человеком. В бурж. об-ве Д. л. фактически за­висит от клас. принадлежности, что противоречит самому понятию Д. л. Лишь с уничтожением соц. неравенства, эксплуатации, с уста­новлением справедливых обществ, отношений Д. л. становится пра­вом каждого человека и само об-во охраняет личное Д. каждого гражданина.

ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕР­КОВЬ — см. Обновленцы.

ДРЕВНЕ ГЕРМАНСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - верования и культы герм, племен периода первобытнообщин. отношений, гл. обр. культ племен, богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился и общегерм. пантеон. Мифы отражают межплем. распри и войны с др. народами и повествуют о борьбе дружествен­ных людям богов (асов) с олице­творяющими злые стихийные си­лы великанами и чудовищами, а также с богами иноплеменников (ванами). В качестве верховного бога выделяется Водан (ю.-герм.) или Один (с.-герм.) - владыка неба и земли, бог бури, неистов­ства, битвы, а также поэзии, муд­рости, хранитель св. письменности (рун). В его чертоги - Валгаллу воинств, небесные девы-валькирии приводят души героев. Мн. обще­герм. боги связаны с земледельче­ским культом и олицетворяют силы природы: Донар (Тор) - бог грома и молнии, Тир (Циу) - бог сияющего неба, суда и войны, Бальдр - бог весны, растительно­сти и плодородия, Локи - бог ог­ня. Германцы почитали камни, де­ревья и источники, животных, к-рые посвящались богам (волк - Водану, медведь - Донару), совер­шали гадания по полету птиц, ржа­нию св. коней и по палочкам с га­дательными знаками (рунами). Их воображение населило природу множеством злых и добрых фантастич. существ, живущих на земле (эльфы), в горах (тролли), в воде (никсы). под землей (гномы). С разложением общинно-родово­го строя возрастало могущество жрецов. В эпоху средневековья Д.-г. р. была вытеснена христиан­ством, хотя многие ее пережитки сохранились в народных верова­ниях.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ - система верований и культов на­родов Др. Греции. Д.-г. р. и мифо­логия прошли длительную исто­рию развития. В древнейшую эпо­ху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отра­жало влияние матриархата и зна­чение земледелия - осн. отрасли хозяйства Др. Греции. Богиня земли Гея считалась матерью все­го живущего. В Д.-г. р. четко прослеживаются элементы фе­тишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение в Д.-г. р. имел предков культ, с к-рым был свя­зан и культ героев - полулюдей - полубогов. В более позднюю эпо­ху в культе предков появилось представление о жизни душ пра­ведников на Елисейских полях -Элизиуме. Наивысш. расцвет Д.-г. р. и мифологии относится ко 2 тыс. до н. э., когда мелкие местн. боги были оттеснены и окончат, оформился пантеон богов, место­пребыванием к-рых считалась гора Олимп. Боги - Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и др. рассматривались др. греками как семья богов, во гла­ве к-рой - Зевс - „отец людей и богов , воплощавший в религ. форме черты патриарх, владыки. Иерархия богов отражала иерар­хию зарождавшегося клас. об-ва. С появлением в Греции городов-гос-в (полисов) и развитием ра­бовлад. об-ва изменился характер Д.-г. р. Получили распространение культы богов - покровителей ре­месла и торговли. В 8-7 вв. до н. э. в честь богов стали воздви­гаться первые храмы. В Др. Гре­ции существовали также тайные религ. об-ва и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Д.-г. р. и ми­фология оказали большое влияние на развитие мир. культуры.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. веро­ваний племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщин. и раннерабовлад. об-ва. Огромную роль в верованиях др. египтян иг­рало поклонение природе. Зоомор­физм и тотемизм, характерные для Д.-е. р., объяснялись значит, ролью скотоводства и охоты в экономи­ке страны. Нил, от разливов к-рого зависело благополучие страны, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце - в образе богаАг. Богиня Сохмет изображалась в виде ко­ровы, бог бальзамирования Анубис - с головой шакала. Живот­ные определенной масти объяв­лялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. Сильное влияние оказал на Д.-е. р. культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в „загробном мире будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Др. египтя­не верили в существование у каж­дого человека души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе обра­зования рабовлад. гос-ва божест­ва местн. общин объединились в „семьи и различные пантеоны. В Мемфисе почиталась триада Пта - Сохмет - Нефертум, в Фи­вах - Амон, Мут и их сын Хонсу. Во 2 тыс. до н. э. „царем богов стал почитаться Амон-Ра - бог города Фив. Представление о вер­ховном боге в Египте складыва­лось по образцу земных владык - фараонов, к-рые считались сыновь­ями бога и живыми богами на зем­ле. Храмы стали могучей экономич. и полит, силой. Усилилась роль жречества, что создало угро­зу фараонам. В 15 в. до н. э. это привело к попыткам религ. рефор­мации: Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечно­го диска — Атона, подорвать мо­гущество жречества введением монотеизма. Однако после смер­ти Аменхотепа IV было восста­новлено почитание прежних бо­гов. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы на нек-рое время захвати­ли престол и установили теокра­тию. Д.-е. р. сыграла большую роль в формировании христианст­ва. Егип. миф об „умирающем и воскресающем Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - религ. воззрения др. инду­сов, развивавшиеся от примитив­ных верований доарийск. эпохи до почитания многочисленных бо­жеств, олицетворяющих силы при­роды, в период Вед. В доарийск. городах археологи часто обнару­живают статуэтки великой богини-матери, фигурки богини, связан­ной с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религ. представле­ний. В религии этого периода объ­единились различные культы: др. обожествления явлений природы, предков культ, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведич. рели­гия насчитывала ок. 3 тыс. богов, особо почитались Варуна, Дьяус Питар - бог неба, Притхиви - богиня-мать земли, Индра, Митра, Агни, Адити - олицетворение жен­ского начала. Главой богов считал­ся Варуна, к-рый часто отождеств­ляется в мифах с небом (Дьяусом) и наделяется качествами охрани­теля порядка и справедливости. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем к-рых является Вритра —олицетворение засухи. К концу ведич. периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию рели­гия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки си­стематизировать разрозненные ре-лиг, воззрения и создать единый пантеон. Боги из олицетворений сил природы становятся отражени­ями противоборствующих соц. сил. Так, Индра, бог грозы и бури, на­чинает почитаться как бог войны. Он ставится во главе пантеона, его окружают Маруты - боги бу­ри и ветра. Бывший покровитель охотников и лесов - Рудра пре­вращается в покровителя ското­водства, земледельцы поклоняют­ся богу Пушану. Бог Брахма за­нимает в пантеоне ведич. религии скромное место, он лишь наблю­дает за правильностью жертво­приношений. На рубеже 1 тыс. до н. э. с возникновением в Ин­дии раннеклас. отношений Д.-и. р. трансформируется в брахма­низм, ее боги входят в пантеон новой религии, но находятся на втором плане по отношению к Брахме - богу - создателю мира и олицетворению вселенной.

ДРЕВНЕИРАНСКАЯ РЕЛГИЯ - см. Зороастризм, Маздеизм.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - совокупность релит, веро­ваний и культов народностей бас­сейна рек Хуанхэ и Янцзы 2-1 тыс. до н. э. Для Д.-к. р. были харак­терны анимистич. культ духов природы и предков культ. Духи природы представлялись др. ки­тайцам в облике людей (см. Антропоморфизм). Они населяли всю природу и управляли небесными светилами, природными яв­лениями, животным и раститель­ным миром и пр. С возникновени­ем клас. об-ва формируются пред­ставления об иерархии духов во главе с духом неба Шанди, к-рый становится отцом людей, заботя­щимся об их благополучии, на­граждающим одних и наказываю­щим других. Поклонялись др. ки­тайцы также „земным духам , из к-рых почитались прежде всего ду­хи гор и рек. Хозяином всей стра­ны признавался наиболее могуще­ственный земной дух Хоуту. Оду­хотворенная природа тесно связа­на с культом предков, к-рый стро­ился на признании влияния духа умершего предка на жизнь и судь­бу его потомков. В Д.-к. р. не бы­ло жрецов, а также особых хра­мов. Религ. церемонии соверша­лись под открытым небом. Пред­кам и духам природы приносились жертвы, сопровождавшиеся мо­литвами. В Д.-к. р. выделяют 3 группы объектов почитания: 1) ду­ши умерших родственников, к-рые почитались в кругу семьи; 2) ду­ши мифич. героев древности — „первого человека Пань-гу, „ук­ротителя рек Юй и др., а также души умерших императоров, зна­менитых чиновников, мудрецов, почитавшиеся по всей стране; 3) духи природы, к-рые имели значе­ние для всей страны, но отдельные из них особо почитались лишь в нек-рых областях. В Др. Китае бы­ли широко распространены также различные виды магии, колдовст­ва, были прорицатели и заклинате­ли. Даосизмом, конфуцианством, буддизмом, получившими распро­странение в Китае, были усвоены представления Д.-к. р. о духах при­роды и о духах предков.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ  РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований др.-римск. рабовлад. об-ва. Для Д.-р. р. характерна вера в духов - покровителей природы, сельской жизни, сельского труда. К ним от­носятся Сильван, Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов), Марс (первоначально бог полей и уро­жая, позднее - бог войны), Юпи­тер (первоначально бог погоды, впоследствии — гл. божество в Риме). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня зла­ков), Либер (бог виноградников) и Либера. В патриарх, общине по­читали богов и демонов домашне­го очага (Лары, Пенаты, Веста, Пан). В Д.-р. р. отчетливо видны элементы фетишизма (культ де­ревьев, рощ, земли), тотемизма (культ ряда животных, напр, вол­ка). Мифотворчество в Д.-р. р. ис­пытывало сильное влияние мифо­логии др. народов, особенно гре­ков. С образованием классов и гос-ва формирование римск. пан­теона богов было в целом завер­шено. Боги Д.-р. р. стали общего­сударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, к-рым был по­священ храм на Капитолии (отсю­да название - капитолийская триа­да). Высшим среди богов, „отцом богов , олицетворявшим могуще­ство Рима, был признан Юпитер. Греч, влияние на Д.-р. р. выра­зилось особенно ярко в культе Аполлона и Артемиды-Дианы. С превращением римск. гос-ва в средиземноморскую державу в Риме появились вост. божества. Из Малой Азии проник культ ма­тери богов - Кибелы. Во 2-3 вв. приобрел популярность культ иран. бога солнца Митры. Для Д.-р. р. позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовлад. строя, породивший глубокие соц. и идеологич. перемены в жизни римск. об-ва, стал гл. причиной перехода широких народных масс от политеистич. греко-римск.рели­гии к монотеистич. христианству.

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - сложное синкретическое явление с развитым семейно-родо-вым предков культом, яркими формами культа природы и об­щинными земледельческими куль­тами. Все эти формы религии со­ответствовали патриарх.-родовому устройству слав, племен. Д.-с. р. политеистична. В качестве высш. божества у др. славян выступал бог грозы Перун. Широко почита­лись также бог неба Сварог и его сыновья - боги солнца, огня и ветра: Дажбог, Хоре, Стрибог, „скотий бог и бог богатства Велес (Волос), богиня Мокошь — по­кровительница прядения, ткаче­ства и вообще женских работ. Зап. славянами почитался бог удачи и счастья Белбог. Известны имена таких племен, слав, божеств, как Святовит и Ругевит (о. Рюген), Радегост (у лютичей), Триглав (у по­морян), богиня Сива (у полабских славян) и др. Кроме того, с земле­делием, с зимним и летним солн­цеворотом, вообще с аграрным ка­лендарем и аграрными работами связываются такие антропоморф­ные олицетворения, как Семик, Ярило, Купала и др. Ярило, по мне­нию мн. ученых, был божеством растит, мира, земледелия и плодо­родия. Др. божества не вполне изучены, хотя в их образах замет­на персонификация „умирающих и „воскресающих божеств растит, мира. Как в любой политеистич. религии, в Д.-с. р. широко пред­ставлен пантеон духов - олице­творений природы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Словарь Атеиста:

ЧАВ - ЧУР

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907) - груз, писатель, мыслитель-материалист, обществ, деятель, основоположник критич. реализма в груз, лит-ре. На миро­воззрение Ч. большое влияние оказали рус. ре...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...