Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ДЖО - ДРЕ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ДЖОНСОН Хыолстт (1874-1966) - англикан. священник (в 1931 — 1963 - настоятель Кентерберий-ского собора), видный обществ, деятель, член Всемирн. Совета Ми­ра, лауреат международ. Ленин­ской премии „За укрепление мира между народами . В СССР переве­дена книга Д. „Христиане и ком­мунизм (1957), в к-рой он трак­тует христ. учение как совпадаю­щее по своим идеалам с комму­низмом.

ДЖУМА (араб.) - пятница, в исла­ме - день полуденного торжеств, богослужения,организуемого в ме­чети с обязательной совместной молитвой и выступлением пропо­ведника. Праздничный, но не обя­зательно нерабочий день.

ДЗИММУ ТЭННО (яп. тэнно - вер­ховный правитель, Дзимму - имя собств.) - персонаж др.-яп. мифов о богах и героях - „Кодзики , „Нихонги и др. Д. т. приписыва­ется легенд, поход и завоевание престола царей Ямато (др. назва­ние Японии) на о. Хонсю, его ро­дословная восходит к солнечной богине Аматэрасу. На этом строит­ся обоснование божеств, проис­хождения яп. императорской ди­настии.

ДЗИНДЗЯ, дзингу - культовый синтоистский комплекс. Д. состо­ит из хондэна - внутр. камеры, в к-рой хранится „тело боже­ства, - и хайдэна, где происходят ритуальные церемонии.

ДЗЭН - яп. эквивалент кит. „чань или „чань-на от санскр. „дхъяна , обозначающего как в индуизме, так и в буддизме „сосредоточен­ное созерцание , или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой „сатори - неожидан­ным „просветлением , заключаю­щимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуаль­ном преображенном сознании че­ловека. Д.-буддизм появился в Ки­тае в псрв. пол. 6 в. Его возникно­вение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм прони­кает в др. страны: во Вьетнам - в форме „таен , в' Корею - в виде „сэн , в 12-13 вв. - в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией филос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) не­посредственная („от сердца к серд­цу ) передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека („всеобщей истинной мудростью Будды ); 3) независи­мость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Буд­ды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. религ.- орг-ции: Обаку, Риндзай и Со­то. От них следует отличать совр. модификации - „коджо , „мир­ской , „немонастырский Д., соз­данный в 19 в. и широко пропаган­дируемый в зап. капиталистиче­ских странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); „бит-Д, - искаженную форму Д.-будд. меди­тации, практикуемую наряду с упо­треблением наркотиков и др. пси­ходелических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода „промывания мозгов и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специ­альными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. ре­лиг. модернизме. Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлека­ет ее от решения реальных соц.-экономич. и политич. проблем.

ДИАЛЕКТИКА   (греч., первонач. значение термина - искусство вести беседу, рассуждать) - учение о развитии. В домарксистской фи­лософии существовали 3 осн. фор­мы Д.: стихийная Д. древних, идеа-листич. нем. Д. кон. 18 - нач. 19 в. и Д. рус. революц. демократов 19 в. Вершиной в развитии домаркси­стской Д. была идеалистич. Д. Ге­геля. Освоив достижения Д. Геге­ля, К. Маркс коренным образом переработал ее и создал материалистич. Д., к-рая не только отлич­на от гегелевской, но и составляет ее   прямую   противоположность. У Гегеля в основе диалектич. про­цесса лежит развитие мышления, оторванного от человека и превра­щенного в самостоят, субстанцию. В основе Д. вещей у Гегеля лежит Д. понятий. С марксистской т. зр. Д. — наука о наиболее общих зако­нах развития природы, об-ва и мышления, теория и метод позна­ния явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызывае­мом внутр. противоречиями. Объ­ективная Д. (движение и развитие природы и об-ва) определяет субъ­ективную Д., т. е. движение чело-веч, понятий. В. И. Ленин опреде­лял диалектику как самое полное, всестороннее и богатое содержани­ем учение о развитии. Осн. закона­ми диалектики являются: единство и борьба противоположностей; пе­реход количественных изменений в   качественные;   отрицание  от­рицания. Закон единства и борь­бы противоположностей составля­ет ядро диалектики, ибо он объяс­няет источники движения материи, заложенные в ней самой. Движе­ние мдтерии выступает как ее са­модвижение, что подрывает любые религ. и идеалистич. представления о „творце , перводвигателе и т. п. Закон перехода количественных изменений в качественные выяв­ляет Д. количественных и каче­ственных изменений, показывает, что развитие в природе и об-ве включает в себя скачки, перерывы постепенности.  Закон отрицания отрицания характеризует соотно­шение различных этапов развития, когда развитие как бы повторяет пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступе­ни. Законы Д. дополняются диа­лектич. закономерностями, выявляющими соотношение формы и содержания, сущности и явления, необходимости и случайности, при­чины и следствия, единичного, осо­бенного и всеобщего и т. п. Диа­лектич. законы - это законы раз­вития не только материального мира, но и человеч. познания. Д. выступает как всеобщий метод познания. Диалектич. метод не за­меняет частных науч. методов, он выступает лишь как их общая тео-ретич. предпосылка. Д. вооружает марксистско-ленинские партии и всех трудящихся методом и науч. познания, и революц. преобразова­ния действительности.

„ДИАЛЕКТИКА   ПРИРОДЫ    - произведение Ф. Энгельса, в к-ром дано диалектико-материалистич. обобщение важных достижений естествознания вт. трети 19 в., ос­вещены ключевые проблемы диа­лектики как теории и метода по­знания. „Д. п. не была закончена автором. Рукопись „Д. п. состоит из 10 статей и 169 отд. заметок и фрагментов. Осн. часть „Д. п. бы­ла написана Ф. Энгельсом в 1873— 1882. Опубликована „Д. п. впер­вые полностью в СССР в 1925 на нем. и рус. языках. В содержании ,,Д. п. можно выделить 3 осн. раз1 дела: естествознание и филосо­фия; классификация наук и диа­лектич. их содержание; критика идеализма и метафизики в естеств. науках. В работе над „Д. п. Ф. Эн­гельс ставил задачу вскрыть диа­лектич. закономерности, действую­щие в природе, и на этой основе показать необходимость сознат. применения учеными-естествоис­пытателями диалектич. метода, подвергнуть критике их идеали­стич. и метафизич. заблуждения. „Д. п. имеет большое значение и для науч. атеизма. В ней освещены мн. проблемы, науч. анализ к-рых подрывает религ.-идеалистич. пред­ставления и догмы. В части., в ,,Д. п. Ф. Энгельс впервые изложил теорию происхождения человека, показав, что труд сыграл решаю­щую роль в процессе формирова­ния человеч. разума. Тем самым был нанесен серьезный удар по ре­лиг. представлениям о человеч. душе и ее непосредственном со-творении богом. Большое атеистич. значение имели также идеи Энгель­са о сущности жизни, направлен­ные против витализма. Энгельс критикует попытки нек-рых есте­ствоиспытателей прибегнуть к идее творца мира, опираясь на отд. не­состоят, гипотезы (напр., гипотезу „тепловой смерти Вселенной ), остроумно и метко высмеивает увлечение спиритизмом. Несмотря на то, что мн. конкр.-науч. дан­ные и положения, использованные в „Д. п. , устарели, ее общее филос. содержание полностью со­храняет свое методологич. значе­ние.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛО­ГИЯ (теология кризиса) - направ­ление протест, теологии, сложив­шееся в 20-е гг. 20 в. и распро­страненное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. - учение Кьеркегора и экзистенциализм. Проти­воречия капитализма получили в Д. т. своеобразное отражение в ут­верждении о существовании не­преодолимого противоречия меж­ду богом и несовершенным и гре­ховным по своей природе челове­ком, что обусловливает трагизм человеч. бытия. Стремление чело­века силой чувств и разума понять бога - тщетно; бог для него - не­постижимая тайна. Единственный путь приобщения к богу - вера в истинность божеств, откровения. Признание абсурдности мира, бес­смысленности жизни, истолкова­ние кризиса бурж. об-ва как не­устранимого кризиса человеч. бы­тия - все эти идеи Д. т. по своему соц.-историч. смыслу означали уве­ковечивание капитализма. Сторон­ники Д. т.: К. Барт, Ф. Гогартен, Р. Бультман, П. Тиллих, Р. Нибур. В рамках Д. т. уживались различ­ные соц.-филос. концепции: религ. изоляционизм, отказ от идей соц. прогресса и попытки связать идею греховности человека с признани­ем его активной роли в истории, его ответственности за свои по­ступки.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИА­ЛИЗМ - марксистско-ленинское филос. учение, единственно науч. мировоззрение современности. Д. м. был создан К. Марксом и Ф. Эн­гельсом, к-рые с позиций рабочего класса подвергли критич. анализу и творчески переработали высш. достижения филос. мысли прош­лого, в части, диалектич. учение Гегеля и материализм Л. Фейер­баха, и создали принципиально новое филос. учение, в к-ром ма­териализм и диалектика представ­ляют собой органическое единство. В. И. Ленин творчески развил Д. м. в новых историч. условиях, обоб­щил и осмыслил с филос. позиций открытия совр. естествознания. Д. м. есть высш. форма материализ­ма. Он исходит из признания пер­вичности материи и вторичности сознания. С т. зр. Д. м. весь окру­жающий нас мир есть бесконечная в своем развитии и самодвижении материальная Вселенная. Движе­ние, пространство и время пред­ставляют собой всеобщие и необ­ходимые формы существования материи. Материя существует веч­но и не нуждается ни в каком „творце , ни в каком „первотолч­ке или „перводвигателе . Источ­ником вечного движения, измене­ния и развития материи являются присущие ей внутр. противоречия. Диалектико-материалистич. кон­цепция рассматривает развитие не как простое количественное изме­нение, а как сложный процесс, включающий скачки, перерывы постепенности, переходы количе­ственных изменений в качествен­ные, единство и борьбу противо­положностей. Д. м. объясняет движение материи как ее само­движение, устраняя тем самым религ .-идеалистич. идею творца. Наиболее общие законы движения материального мира суть законы диалектики. Проблема отношения сознания к материи выступает как осн. вопрос философии, к-рый ре­шается Д. м. с последовательно материалистич. позиций. В проти­воположность агностицизму и по­зитивизму Д. м. утверждает без­граничную возможность познания человеком окружающего мира. В то же время возможности позна­ния мира на каждом этапе разви­тия об-ва исторически обусловле­ны уровнем развития человеч. практики и науки. Науч. истины всегда относительны, но относи­тельность знаний не исключает, а предполагает наличие в них объек­тивного содержания. Д. м. в отли­чие от сенсуализма и рационализ­ма учитывает важную роль в про­цессе познания как чувств, созер­цания, так и абстракт, мышления. Практика, ст. зр. Д. м., выступает не только критерием истинности знаний, но и основой всего процес­са познания и его целью. Атеизм — необходимая сторона Д. м. По­скольку Д. м. отрицает существо­вание сил и сущностей, находя­щихся вне реального, чувственно воспринимаемого мира, он атеистичен по своей сути. Все положе­ния, законы и категории Д. м. своим содержанием опровергают религию и идеализм. Д. м. суще­ствует в неразрывной связи и ор­ганическом единстве с историч. ма­териализмом. Д. м. представляет собой философию нового типа. Он выступает как теоретич. оружие марксистско-ленинских партий, всех трудящихся, борющихся за победу социализма и коммунизма. Будучи методологией всякого на­уч. познания, Д. м. позволяет пра­вильно подойти к изучению любо­го процесса и явления в природе и в об-ве, выявить взаимосвязи и сцепления явлений, предсказать общее направление развития собы­тий в будущем. Поэтому Д. м. имеет неоценимое значение не толь­ко для развития теоретич. позна­ния, но и для практики, для по­литики марксистско-ленинских партий. Д. м. позволяет не толь­ко научно объяснить мир, но и из­менить его в соответствии с объективными законами его раз­вития, в интересах всех трудя­щихся.

ДИАЛОГ МАРКСИСТОВ И ВЕРУЮ­ЩИХ — сотрудничество, встречи, обмен мнениями между маркси­стами и верующими по важней­шим соц.-политич. проблемам со­временности (война и мир, капи­тализм и социализм, неоколониа­лизм и развивающиеся страны и др.). Д. м. и в. стал весьма актуаль­ным и получил широкое распро­странение. Мн. религ. объединения поддерживают в наст. вр. идею Д. м. и в., стремясь укрепить свое пошатнувшееся влияние на массы. Коммунистич. и рабочие партии рассматривают его как важное средство установления контактов с верующими и их вовлечения в борьбу за мир, демократию и социализм. Марксистско-ленин­ская концепция Д. м. и в., разра­ботанная международ, коммуни­стич. движением и сформулиро­ванная в документах международ. Совещания коммунистич. и рабо­чих партий 1969, Конференции коммунистич. и рабочих партий Европы 1976, отвечает коренным жизнен, интересам всех трудящих­ся, независимо от их отношения к религии. Наиболее успешно идеи Д. м. и в. осуществляются в социа-листич. странах. Для коммунистов сотрудничество с верующими - не временная тактика, а принципиаль­ная линия и долговременная прог­рамма. Коммунисты направляют свои усилия на сплочение всех трудящихся, верующих и неверую­щих, в антиимпериалистич. и анти-монополистич. борьбе, рассматри­вают проблему сотрудничества с верующими в тесной связи с борьбой классов, с борьбой двух соц. систем - социализма и капи­тализма. Развивая сотрудничество с верующими, марксисты выступа­ют против к.-л. идеологич. комп­ромиссов, против попыток синтеза марксизма и религии. Коммуни­сты считают, что различие миро­воззрений не исключает возмож­ности сотрудничества коммуни­стов и верующих.

ДИАНА - богиня охоты в др.-римск. мифологии. Соответствует др.-греч. Артемиде.

ДИАСПОРА (греч. - рассеяние) - так называли евр. колонии вне Па­лестины, впервые возникшие в 6 в. до н. э., во время т. н. Вавилон, плена. Д. увеличивалась в 5-1 вв. до н. э. в связи с завоеваниями Палестины Персией Македонией, Римом. Д. породила среди евреев мессианские чаяния. Термин „Д. применяется и к др. религ. и этнич. группам, живущим в новых для себя районах на положении нац.-культ. меньшинства.

„ДИДАХЕ (греч. didache - поуче­ние) - один из др. (нач. 2 в.) па­мятников христ. лит-ры неизвест­ного автора. Полное название — „Учение двенадцати апостолов . „Д. состоит из 3 частей: в гл. 1-6 излагаются „пути жизни и смерти , т. е. нравств. нормы поведения христиан; в гл. 7-10 дается опи­сание (впервые в христ. лит-ре) обрядов и молитв; в гл. 11-16 со­держатся наставления об отноше­нии христ. общин к странствую­щим проповедникам (апостолам и пророкам) и указания о выборе должност. лиц (епископов и дья­конов) в общинах. В „Д. отсутст­вуют к.-л. свидетельства земной жизни Иисуса. О нем говорится лишь как об „отроке божьем , пришествие к-рого еще только предстоит.

ДИДРО Дени (1713-1784) - франц. философ-материалист, основатель и редактор „Энциклопедии , один из выдающихся представителей бурж. воинств, атеизма. Филос. взгляды Д. претерпели сложную эволюцию: начинал он как сторон­ник теизма, затем стал деистом, а в зрелом периоде перешел на по­зиции материализма и атеизма. Ча­сто подвергался гонениям со сто­роны светских и церк. властей. В 1749 за распространение мате-риалистич. и атеистич. произведе­ний был заточен в Венсенский за­мок. После выхода из тюрьмы ос­новал и возглавил знаменитую „Энциклопедию (1751-1780), 35 томов к-рой выпустил, несмотря на все чинимые ему препятствия. В своем творчестве большое вни­мание уделил проблемам всесто­ронней критики религии, убеди­тельно показав ее несовмести­мость с науч. мировоззрением. Отвергая релит, мораль, он спра­ведливо указывал на то, что она убивает в человеке активность, ка­лечит его, прививает ему рабскую покорность. Подверг глубокой критике вероучение и практику христианства, показав несостоя­тельность догмата о троице, неле­пость веры в чудеса, противоречи­вость еванг. рассказов. Д. считает­ся одним из предшественников мифологии, школы, он, ссылаясь на отсутствие к.-л. достоверных свидетельств, ставил под сомнение историчность Христа. Одним из первых он установил преемствен­ную связь между античными и христ. мифами. Выступая против реакц. деятельности духовенства, выдвигал требование свободы граждан в делах веры, выступал за упразднение контроля церкви над школой. Атеизм Д. носил исторически ограниченный, про­светит, характер, религию он рас­сматривал как продукт невеже­ства и страха людей, обманутых духовенством, считал просвеще­ние гл. средством преодоления религии, не требовал отделения церкви от гос-ва. Однако в целом творчество и деятельность Д. были важной вехой в развитии атеистич. воззрений. Осн. работы: „Письмо о слепых в назидание зрячим (1749), „Мысли к объяснению при­роды (1754), „Монахиня (1760), „Философские основания материи и движения (1770) и др.

ДИОНИС - в др.-греч. мифологии бог виноградарства и виноделия. Культ Д. носил оргиастич. харак­тер: празднества (дионисии) со­провождались необузданным ве­сельем.

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502) — рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стре­милось использовать искусство для укрепления великокняж. вла­сти и поэтому усилило его регла­ментацию. Для икон и фресок Д. характерен тонкий рисунок и изы­скан, колорит. Однако в них можно заметить нек-рое единооб­разие приемов; им присущи также праздничность и декоративность, к-рые несколько затушевывают психологич. выразительность обра­зов („Богоматерь Одигитрия , „Спас в силах ). Сохранились лишь немногие из произведений Д. Иконы его письма находятся гл. о. в Русском музее и в Треть­яковской галерее.

ДИОНИСИЙ  АРЕОПАГИТ  - по еванг. легенде, судья афин. арео­пага, живший в 1 в. и обращенный в христианство апостолом Павлом. Впоследствии стал первым афин. епископом. Во вт. пол. 5 в. под его именем появились религ.-филос. соч., т. н. ареопагитики (10 писем и 4 трактата), проникнутые духом неоплатонизма. Идеи о божестве как сверхразумном тождестве бы­тия и небытия, приписывавшиеся Д. А., оказали большое влияние на филос. мысль Византии и Зап. Европы, в т. ч. на мыслителей Воз­рождения.

ДИПТИХ (греч. diptychos - сло­женный вдвое) - икона в виде двухчастного складня с рельеф­ным (чеканка, гравировка) или живописным (на дереве) изобра­жением. Д. встречается в правосл. и католич. культовом искусстве. 2 части Д. могут быть связаны (но не обязательно) определенным сю­жетом или религ. идеей.

ДИССЕНТЕРЫ,  нонконформисты (англ. dissenters, от лат. dissentio - не соглашаюсь) - в Англии общее название лиц, расходившихся во взглядах с учением господств, церкви и ее руководства, отделя­ясь от них и организационно. Так именовались члены религ. сооб­ществ, отколовшихся от госу­дарств, церкви. С сер. 19 в. более употребительным становится тер­мин „нонконформисты , обозна­чающий не „раскольников , а ина­комыслящих, расходящихся с гос­подств, церковью по частным вопросам. Позднее, в условиях развивающейся секуляризации, борьбы заотделение церквиотгос-ва и ликвидации привилегий гос. церкви, этот термин применяется и к последователям так называе­мых „свободных церквей (бап­тизм, конгрегационализм, мето­дизм и др.).

ДИССИДЕНТЫ - букв, несоглас­ные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует гос­подств, церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко - с 16-17 вв., когда в ходе бурж. револю­ций и формирования совр. наций остро встал вопрос о Д., их гражд. правах в Англии (диссентеры), во Франции (гугеноты) и в Польше (все некатолики, т. е. поляки-протестанты и православные в ус­ловиях господства католицизма). Позднее - все, стоящие вне гос­подств, в данной стране (госу­дарств.) церкви или свободомыс­лящие, вообще порвавшие с ре­лиг. верой. Переноси. - инакомыс­лящие.

ДИЦГЕН Иосиф (1828-1888) - нем. философ, взгляды к-рого формировались под влиянием Л. Фейербаха, а позднее - К. Марк­са и Ф. Энгельса. Самостоятельно пришел к диалектич. материализ­му. В соч. „Сущность головной ра­боты человека , „Религия социал-демократии и др. Д. подверг кри­тике религию и филос. идеализм. Д. связывал преодоление религии не только с развитием теории по­знания на основе практики, но и с упразднением порождающих ее соц. условий.

ДОБРО и ЗЛО - этич. категории для выражения положит, или отриц. оценки обществ, явлений, а также поступков отд. людей. . Пред­ставления о Д. и 3. исторически изменчивы и в клас. об-ве имеют клас. характер. Д. обозначает мо­ральную ценность как таковую и несводимо к удовольствию, сча­стью, благополучию, прогрессу, пользе (обществ, или личной). 3. является отрицанием моральной ценности. Религ. представления о независимости Д. и 3. от практич. интереса, о вечности и неиз­менности их основополагающих характеристик всецело определя­лись исходным принципом бо­жеств, сущности морали. Духов­ный кризис совр. бурж. об-ва, разочарование в науке и ее практич. применении приводят часть людей к ложному убеждению, буд­то без религии Д. и 3. теряют свое основание, исчезают, уступая ме­сто утилитарному расчету. Этому заблуждению способствуют идеи бурж. философов о невозможно­сти науч. обоснования моральных ценностей. Науч. объяснение сущ­ности понятий Д. и 3. дает марк­систская этика. Энгельс указывал, что „представления о добре и зле. так  сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно друго­му (т. 20, с. 94). Историч. прехо­дящий характер нравств. требова­ний, их классовая природа и соци­альная обусловленность полно­стью опровергают систему религ. представлений о сущности Д. и 3. Все богословск. концепции о боге как олицетворении Д. и о свободе воли человека, порождающей 3. (см. Теодицея), несостоятельны. По мере уничтожения соц. нера­венства, развития культуры и до­стижения справедливости и прав­ды Д. и 3. приобретают все более ясный и согласующийся с наукой смысл нравственных ориентиров на пути развития личности и об-ва.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - свойство харак­тера, одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разу­ма и воли на нравств. образ дей­ствия. Д. противоположна пороку. В античной философии осн. добро­детелью считалась мудрость, разум­ность. Платон считал 4 Д. основны­ми („кардинальными ): мудрость, мужество, справедливость и уме­ренность. Д. и счастье считались сов­падающими понятиями, посколь­ку одинаково означали жизнь, со­гласную с разумом и природой. Христианство принизило роль ра­зума и противопоставило антич­ным 3 „теологич. Д. : веру, надеж­ду и любовь. Д. в религ. понима­нии - средство быть угодным бо­гу, путь личного спасения. Однако и верующие люди, совершая доб­рые поступки, делают это не ради расположения бога, а руковод­ствуясь земными мотивами, стрем­лением к тому, чтобы жизнь стала лучше, а сам человек совершеннее. С т. зр. науч. атеизма Д. хотя и не гарантирует счастья, тем не менее она его необходимое условие.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александ­рович (1836-1861) - рус. рево-люц. демократ, лит. критик, фи­лософ-материалист, атеист, сорат­ник Я. Г. Чернышевского. Работая в журнале „Современник (1857-1861), он развернул пропаганду материализма и атеизма в подцен­зурной печати. Критикуя соч. апологетов религии, он подводит чи­тателя к атеистич. выводам. Так, указывая на абсурдность утверж­дения, будто „можно сделать что-нибудь из ничего (Собр. соч. В 9-ти т., т. 3, с. 282), объясняя, что вне материи никакой силы суще­ствовать не может (т. 4, с. 260), что „началом психической дея­тельности является мозг, что в природе „везде одна и та же ма­терия, только на разных ступенях развития (т. 4, с. 263), Д. отверга­ет, т. о., существование бога и бес­смертной души. Критикуя аполо­гетов христ. морали, Д. отстаивает право человека на „самостоятель­ное свободное действие (т. 3, с. 347). Религия у Д. - историч. яв­ление (т. 3, с. 399), причина к-рого кроется в „жизненных отношени­ях (т. 6, с. 325). Ее преодоление он связывал с соц. преобразовани­ями, с обеспечением свободы со­вести.

ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ (греч. dogmatos) — осн. положения веро­учения, признаваемые непререкае­мо истинными, вечными и неиз­менными божеств, установления­ми, обязательными для всех веру­ющих. Каждая совр. развитая ре­лигия имеет свою собств. догматич. систему, выработанную в про­цессе длительных споров и внутрицерк. борьбы. В христианстве догматика была утверждена пер­выми 2 вселенскими соборами и получила название Никео-Царьградского ,,Символа веры , вклю­чившего 12 осн. догматов: о три­единстве бога, боговоплощении, искуплении, вознесении, креще­нии, бессмертии души и т. д. По­следующие вселенские соборы до­полнили символ веры Д. р. о бо­жеств, и человеч. природе Христа, о наличии у Христа 2 воль и 2 дей­ствий, об обязательности иконопо-читания. После разделения христ. церквей каждая конфессия вклю­чала в свое вероучение Д. р., не признаваемые др. христ. церквами. Католицизм утвердил Д. р. о чисти­лище, исхождении духа святого не только от отца, но и от сына, не­порочном зачатии богородицы и ее телесном вознесении на небо, не­погрешимости папы римск. в делах веры и нравственности. Проте­стантизм отверг общехрист. Д. р. о священстве, елеосвящении и др. и признал новый Д. р. об оправда­нии верой. В борьбе с ересями, сво­бодомыслием, атеизмом христ. теология разработала сложную си­стему обоснования догматики. Не отказываясь в целом от традиц. понимания содержания Д. р., все конфессии в той или иной мере стремятся истолковать их приме­нительно к духу времени, изме­нившимся взглядам верующих. Процесс обновления религии не мог не затронуть и представлений о Д. р. как абсолютно неизменной истине. В наст. вр. большинство христ., мусульм., иуд. богословов отвергают прежний догматич. бук­вализм, разрабатывают новые формулировки Д. р.

ДОДОНА - древнейшее святили­ще Зевса в Эпире, местонахожде­ние знаменитого оракула. Святи­лище просуществовало до 4 в.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БО­ГА - система аргументов в теоло­гии и религ. философии, использу­емая для логического обоснова­ния существования бога и на этой основе необходимости религ. веры. Наиболее распространенными яв­ляются следующие Д. б. б.: 1) он­тологическое, сформулирован­ное в 11 в. теологом-схоластом Лнсельмом Кентерберийским. Оно выводится из представления о наличии всесовершенного суще­ства не только в сознании, но и в действительности, к-рое может быть только богом. Это доказа­тельство было подвергнуто крити­ке Фомой Аквинским. Кантом и мн. теологами. Логическая несо­стоятельность данного доказатель­ства состоит в том, что существо­вание бога подменяется существо­ванием понятия о боге, в логике это называется подменой тезиса. По принципу онтологич. дока­зательства построены историче­ское (у всех народов есть рели­гия, что свидетельствует о суще­ствовании бога), психологиче­ское (наличие у человека религ. чувства должно вызываться внеш­ней причиной, к-рой и является бог), антропологическое (если человек образ и подобие бога, то это и означает, что бог существу­ет); 2) космологическое, сфор­мулированное Платоном и Ари­стотелем, сводится к признанию существования или первопричины, или перводвигателя в качестве им­пульса всякого начала или движе­ния. У Г. В. Лейбница и X. Вольфа существование бога выводится из признания наличия безусловной сущности или не сводимой ни к ка­ким конечным причинам „причи­ны всякого бытия . Кант убеди­тельно раскрыл наличие в этом доказательстве софистики онтоло­гич. Д. б. б. Существование, с его т. зр., не может быть доказано по­средством логического анализа по­нятия, поскольку оно не является признаком этого понятия. Диалек-тич. материализм, раскрыв несо­стоятельность представлений о пер­вотолчке, целевой причине, и от­вергнув упрощенный взгляд на взаимодействие причин и следст­вий, показал науч. и методологич. ошибочность признания сверхъ-естеств. причин, в т. ч. и космоло-гич. Д. б. б.; 3) телеологиче­ское, или физико-теологич., сво­дящееся к признанию наличия в мире абсолют, целесообразно­сти, к-рая порождена премудрым архитектором. Это доказательство особенно широко используется в совр. религ.-богосл. практике. Давая извращенную интерпрета­цию целесообразности, теология конструирует картину мира, ис­ключающую проявление и дейст­вие внутр. законов развития дей­ствительности. Теория Ч. Дарвина раскрыла причины целесообразно­сти в живой природе, а учение историч. материализма К. Маркса и Ф. Энгельса изгнало телеологию из науки об об-ве, лишив, т. о., те-леологич. доказательство какого бы то ни было значения; 4) нрав­ственное, строящееся на пред­ставлении о наличии всеобщего морального миропорядка, абсо­лют, и вечного нравств. закона как проявления божеств, начала в мире. И. Кант, выдвинувший его, утверждал, что всеобщий нравств. закон как безусловное трансцендентное предписание или„категорический императив мо­жет стать универсальным прави­лом поведения только тогда, ког­да будет признано существование бога. Это доказательство строится на ложном представлении о нали­чии внеисторич., внеклас. вечной морали, характер к-рой определя­ется внешней сверхпричиной. Ил­люзорность подобных представле­ний убедительно раскрыта марк­сизмом.

ДОКЕТИЗМ (отгреч. dokeo - ка­заться) - раннехрист. ересь 2— 3 вв., одно из направлений в гно­стицизме (см. Гностики). Пред­ставители Д. считали телесность злым, низш. началом и на этом основании отвергали христ. учение о воплощении Христа в телесного человека во время его земной жиз­ни. Они учили, что Христос только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями. От­стаивая миф о Христе как богоче­ловеке, церковь вела борьбу про­тив Д.

ДОЛГ — этич. категория, в к-рой выражается нравств. обязанность человека перед об-вом, классом, партией или соц. группой, выпол­няемая из побуждений совести. Д. предполагает не подчинение, а сво­бодное самоопределение личности. Религия выдвигает в качестве ос­нования Д. бога, его заповеди и тем самым лишает нравств. посту­пок добровольности. Христианство различает Д. перед богом, Д. перед людьми и Д. перед собой, к-рые нередко вступают в конфликт друг с другом. Д., по христ. уче­нию, противостоит влечениям гре­ховной природы человека. С т. зр. науч. атеизма Д. как особое психо-логич. переживание обусловлен соц. природой человека, историч. развитием и обществ, (клас.) взаи­моотношениями. Противополож­ность Д. и склонности, идеалов и жизни устраняется с уничтожени­ем социальных корней этой проти­воположности, с построением бесклас. об-ва, в к-ром Д. не будет требовать самоотречения. Служе­ние Д. (человечности) будет одновременно средством самоутверж­дения личности.

ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА - уч­реждение областной, городской или районной орг-ции доброе, об-ва „Знание , имеющее целью сис­тематическую пропаганду науч.-атеистич. знаний путем организа­ции лекций, семинаров, тематич. вечеров, бесед с верующими и др. мероприятий. Д. н. а. объединяет активистов-общественников, пар­тийных и комсомольских работни­ков, преподавателей, ученых, пред­ставителей творческой интеллиген­ции, ведущих атеистич. работу в городе или районе, оказывает помощь в атеистич. воспитании на­селения и подготовке пропаганди­стов науч. атеизма. Д. н. а. в Моск­ве выполняет функции Всесоюз. методич. центра.

ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищен­ствующего ордена, основанного в Тулузе в 1215 исп. монахом Доменико де Гусманом (1170-1221). Годом позже орден был утверж­ден папой Гонорием III.Д. дают обет бедности, воздержания и по­слушания, им запрещено есть мя­со. Возглавляются генералом, из­бираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно па­пе; монастырями руководят при­оры, монастыри группируются в провинции во главе с провинциа­лами. Д. возглавили борьбу с ката­рами и др. оппозиционными католич. церкви группировками, про­являя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмбле­ма — собака с зажженным факе­лом в зубах, они сами называли себя „псами господними (domini canes). В 1232 папство поручило Д. руководить инквизицией. Вскоре орден распространил свое влияние на мн. христ. страны. Принимал активное участие в конкисте Аме­рики. Из его рядов вышли видные католич. богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколь­ко пап. В наст. вр. число Д. превы­шает 10 тыс., они действуют в 50 странах, имеют около 600 мона­стырей.

ДОМОВОЙ - в религ. верованиях славян и нек-рых др. народов — дух, живущий в доме, охраняю­щий домашний очаг. В представле­ниях о Д. нашли выражение пере­житки первобытн. предков культа. С верой в Д. связаны многочислен­ные религ. магич. обряды: прине­сение жертвы, кормление, пригла­шение Д. в новый дом и др.

ДОНАТИСТЫ - участники религ. движения в римск. Сев. Африке в 4-5 вв. Выступали за непризна­ние действительными таинств, со­вершаемых священниками, изме­нившими церкви в период гонений. Д. были против вторичного креще­ния отступников. Движение возн. в 311 в результате раскола африк. христ. церкви на сторонников епи­скопа Цецилиана („цецилианистов , или „католиков ) него про­тивников во главе с епископом Донатом, по имени к-рого и полу­чило название. Д. образовали са­мостоят, церковь, к к-рой при­мкнули гл. обр. неимущие слои населения: рабы, колоны, город­ские бедняки. Выступали против ортодокс, католич. церкви, защи­щавшей существующий строй, осо­бенно левое крыло Д. - агонистики. После Карфагенского собора (411) собрания Д. под страхом смертной казни были запрещены.

ДОНИНИ Амброджо (р. 1903) - итал. историк-марксист, проф., ав­тор ряда работ по истории христи­анства. Наиболее значит, из них: „Люди, идолы, боги. Очерк исто­рии религии (1960), „История христианства от истоков до Юсти­ниана (1975), „Энциклопедия ре­лигий (1979) и др.

ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА. Воп­рос о времени возникновения ре­лигии имеет большое мировоз-зренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители „венской культурно-историч. школы и т. д.) пы­тались доказывать изначальность религии, возникновение ее вместе с появлением человека. Факты, однако, говорят р том, что на ог­ромном временном отрезке своей истории человек был безрелигио­зен. В наст. вр. большинство антро­пологов полагают, что возраст человечества приближается к 3 млн. лет. Вместе с тем все древнейшие типы людей (Homo habilis, питекан­троп, атлантроп, гейдельбергский человек, синантроп и др.) по цело­му ряду весьма существенных признаков сильно отличались от совр. человека - Homo sapiens (см. Происхождение человека). Особен­но разительными были отличия в строении головного мозга, к-рый имел у древнейших людей значи­тельно меньший объем и менее развитые лобные доли, чем у лю­дей совр. Низкий уровень разви­тия мышления и ограниченные спо­собности к абстракции у древней­ших людей заставляют нас предпо­ложить, что на этой стадии человек еще не знал религии. Подтвержда­ют такое предположение и относя­щиеся к олдувайской и древне-ашельской эпохам археологич. и палеоантропологич. находки, к-рые не дают никаких свидетельств о су­ществовании у древнейшего чело­века религ. верований. Правда, нек-рые зарубежные ученые допу­скают наличие примитивных религ. представлений у синантропа, истол­ковывая практиковавшуюся им некрофагию как своего рода ма­гич. ритуал. Однако поедание тру­пов было, вероятно, вызвано пери­одическими голодовками и не дает достаточных оснований для выво­да о существовании у синантропа религии. Зачатки религии появля­ются только у непосредственных предков человека совр. вида - кроманьонцев.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайло­вич (1821-1881) - рус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают од­но из ведущих мест в истории мир. лит-ры. Наряду со страстной защи­той религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргумента­ция такой силы, к-рая способна подорвать изнутри самые глубо­кие религ. убеждения. Выступле­ния Д. в защиту религии основы­ваются в основном на нравств. мо­тивах: альтернативой вере религ. он считал рационалистич. мировосприятие, к-рое ведет, по его убеж­дению, к нравств. нигилизму, к вседозволенности. В понимании человека и истории Д. стоял на идеалистич. позициях: об-во основы­вается на нравств. началах, нрав­ственность же вытекает из веры. Носителем религ.-нравств. идеи, считал он, является народ, отрыв от к-рого и есть гл. беда образо­ванной части об-ва, причина неве­рия и идейн. шатаний. Используя слабости мировоззрения Д., реакц. идеологи пытаются представить писателя своим союзником и с этой целью затушевывают антибурж. направленность худож. творений Д., его веру в человека, в светлое будущее. Хотя Д. подчеркивал свою приверженность правосл. уче­нию, он был далек от церк. орто­доксии своего времени, выражав­шей интересы господств, классов.

ДОСТИНСТВО ЛИЧНОСТИ - мо­ральная категория, осознание лич­ностью своего обществ, значения. В клас. об-ве Д. л. проявляется противоречиво. В рабовлад. об-ве личность скована религ. предрас­судками, от к-рых в известной ме­ре могли освободиться лишь пере­довые люди того времени. В эпоху феодализма развивается феод, по­нятие Д. л. (рыцарская честь), но­сившее преимущественно сосл. ха­рактер и исключавшее право на человеч. Д. „черни , „простолюди­нов . В борьбе против феод, идео­логии с ее отрицанием человеч. Д. развивается гуманизм, требующий признания высокого назначения и достоинства за каждым человеком. В бурж. об-ве Д. л. фактически за­висит от клас. принадлежности, что противоречит самому понятию Д. л. Лишь с уничтожением соц. неравенства, эксплуатации, с уста­новлением справедливых обществ, отношений Д. л. становится пра­вом каждого человека и само об-во охраняет личное Д. каждого гражданина.

ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕР­КОВЬ — см. Обновленцы.

ДРЕВНЕ ГЕРМАНСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - верования и культы герм, племен периода первобытнообщин. отношений, гл. обр. культ племен, богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился и общегерм. пантеон. Мифы отражают межплем. распри и войны с др. народами и повествуют о борьбе дружествен­ных людям богов (асов) с олице­творяющими злые стихийные си­лы великанами и чудовищами, а также с богами иноплеменников (ванами). В качестве верховного бога выделяется Водан (ю.-герм.) или Один (с.-герм.) - владыка неба и земли, бог бури, неистов­ства, битвы, а также поэзии, муд­рости, хранитель св. письменности (рун). В его чертоги - Валгаллу воинств, небесные девы-валькирии приводят души героев. Мн. обще­герм. боги связаны с земледельче­ским культом и олицетворяют силы природы: Донар (Тор) - бог грома и молнии, Тир (Циу) - бог сияющего неба, суда и войны, Бальдр - бог весны, растительно­сти и плодородия, Локи - бог ог­ня. Германцы почитали камни, де­ревья и источники, животных, к-рые посвящались богам (волк - Водану, медведь - Донару), совер­шали гадания по полету птиц, ржа­нию св. коней и по палочкам с га­дательными знаками (рунами). Их воображение населило природу множеством злых и добрых фантастич. существ, живущих на земле (эльфы), в горах (тролли), в воде (никсы). под землей (гномы). С разложением общинно-родово­го строя возрастало могущество жрецов. В эпоху средневековья Д.-г. р. была вытеснена христиан­ством, хотя многие ее пережитки сохранились в народных верова­ниях.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ - система верований и культов на­родов Др. Греции. Д.-г. р. и мифо­логия прошли длительную исто­рию развития. В древнейшую эпо­ху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отра­жало влияние матриархата и зна­чение земледелия - осн. отрасли хозяйства Др. Греции. Богиня земли Гея считалась матерью все­го живущего. В Д.-г. р. четко прослеживаются элементы фе­тишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение в Д.-г. р. имел предков культ, с к-рым был свя­зан и культ героев - полулюдей - полубогов. В более позднюю эпо­ху в культе предков появилось представление о жизни душ пра­ведников на Елисейских полях -Элизиуме. Наивысш. расцвет Д.-г. р. и мифологии относится ко 2 тыс. до н. э., когда мелкие местн. боги были оттеснены и окончат, оформился пантеон богов, место­пребыванием к-рых считалась гора Олимп. Боги - Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и др. рассматривались др. греками как семья богов, во гла­ве к-рой - Зевс - „отец людей и богов , воплощавший в религ. форме черты патриарх, владыки. Иерархия богов отражала иерар­хию зарождавшегося клас. об-ва. С появлением в Греции городов-гос-в (полисов) и развитием ра­бовлад. об-ва изменился характер Д.-г. р. Получили распространение культы богов - покровителей ре­месла и торговли. В 8-7 вв. до н. э. в честь богов стали воздви­гаться первые храмы. В Др. Гре­ции существовали также тайные религ. об-ва и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Д.-г. р. и ми­фология оказали большое влияние на развитие мир. культуры.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. веро­ваний племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщин. и раннерабовлад. об-ва. Огромную роль в верованиях др. египтян иг­рало поклонение природе. Зоомор­физм и тотемизм, характерные для Д.-е. р., объяснялись значит, ролью скотоводства и охоты в экономи­ке страны. Нил, от разливов к-рого зависело благополучие страны, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце - в образе богаАг. Богиня Сохмет изображалась в виде ко­ровы, бог бальзамирования Анубис - с головой шакала. Живот­ные определенной масти объяв­лялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. Сильное влияние оказал на Д.-е. р. культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в „загробном мире будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Др. египтя­не верили в существование у каж­дого человека души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе обра­зования рабовлад. гос-ва божест­ва местн. общин объединились в „семьи и различные пантеоны. В Мемфисе почиталась триада Пта - Сохмет - Нефертум, в Фи­вах - Амон, Мут и их сын Хонсу. Во 2 тыс. до н. э. „царем богов стал почитаться Амон-Ра - бог города Фив. Представление о вер­ховном боге в Египте складыва­лось по образцу земных владык - фараонов, к-рые считались сыновь­ями бога и живыми богами на зем­ле. Храмы стали могучей экономич. и полит, силой. Усилилась роль жречества, что создало угро­зу фараонам. В 15 в. до н. э. это привело к попыткам религ. рефор­мации: Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечно­го диска — Атона, подорвать мо­гущество жречества введением монотеизма. Однако после смер­ти Аменхотепа IV было восста­новлено почитание прежних бо­гов. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы на нек-рое время захвати­ли престол и установили теокра­тию. Д.-е. р. сыграла большую роль в формировании христианст­ва. Егип. миф об „умирающем и воскресающем Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - религ. воззрения др. инду­сов, развивавшиеся от примитив­ных верований доарийск. эпохи до почитания многочисленных бо­жеств, олицетворяющих силы при­роды, в период Вед. В доарийск. городах археологи часто обнару­живают статуэтки великой богини-матери, фигурки богини, связан­ной с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религ. представле­ний. В религии этого периода объ­единились различные культы: др. обожествления явлений природы, предков культ, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведич. рели­гия насчитывала ок. 3 тыс. богов, особо почитались Варуна, Дьяус Питар - бог неба, Притхиви - богиня-мать земли, Индра, Митра, Агни, Адити - олицетворение жен­ского начала. Главой богов считал­ся Варуна, к-рый часто отождеств­ляется в мифах с небом (Дьяусом) и наделяется качествами охрани­теля порядка и справедливости. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем к-рых является Вритра —олицетворение засухи. К концу ведич. периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию рели­гия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки си­стематизировать разрозненные ре-лиг, воззрения и создать единый пантеон. Боги из олицетворений сил природы становятся отражени­ями противоборствующих соц. сил. Так, Индра, бог грозы и бури, на­чинает почитаться как бог войны. Он ставится во главе пантеона, его окружают Маруты - боги бу­ри и ветра. Бывший покровитель охотников и лесов - Рудра пре­вращается в покровителя ското­водства, земледельцы поклоняют­ся богу Пушану. Бог Брахма за­нимает в пантеоне ведич. религии скромное место, он лишь наблю­дает за правильностью жертво­приношений. На рубеже 1 тыс. до н. э. с возникновением в Ин­дии раннеклас. отношений Д.-и. р. трансформируется в брахма­низм, ее боги входят в пантеон новой религии, но находятся на втором плане по отношению к Брахме - богу - создателю мира и олицетворению вселенной.

ДРЕВНЕИРАНСКАЯ РЕЛГИЯ - см. Зороастризм, Маздеизм.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - совокупность релит, веро­ваний и культов народностей бас­сейна рек Хуанхэ и Янцзы 2-1 тыс. до н. э. Для Д.-к. р. были харак­терны анимистич. культ духов природы и предков культ. Духи природы представлялись др. ки­тайцам в облике людей (см. Антропоморфизм). Они населяли всю природу и управляли небесными светилами, природными яв­лениями, животным и раститель­ным миром и пр. С возникновени­ем клас. об-ва формируются пред­ставления об иерархии духов во главе с духом неба Шанди, к-рый становится отцом людей, заботя­щимся об их благополучии, на­граждающим одних и наказываю­щим других. Поклонялись др. ки­тайцы также „земным духам , из к-рых почитались прежде всего ду­хи гор и рек. Хозяином всей стра­ны признавался наиболее могуще­ственный земной дух Хоуту. Оду­хотворенная природа тесно связа­на с культом предков, к-рый стро­ился на признании влияния духа умершего предка на жизнь и судь­бу его потомков. В Д.-к. р. не бы­ло жрецов, а также особых хра­мов. Религ. церемонии соверша­лись под открытым небом. Пред­кам и духам природы приносились жертвы, сопровождавшиеся мо­литвами. В Д.-к. р. выделяют 3 группы объектов почитания: 1) ду­ши умерших родственников, к-рые почитались в кругу семьи; 2) ду­ши мифич. героев древности — „первого человека Пань-гу, „ук­ротителя рек Юй и др., а также души умерших императоров, зна­менитых чиновников, мудрецов, почитавшиеся по всей стране; 3) духи природы, к-рые имели значе­ние для всей страны, но отдельные из них особо почитались лишь в нек-рых областях. В Др. Китае бы­ли широко распространены также различные виды магии, колдовст­ва, были прорицатели и заклинате­ли. Даосизмом, конфуцианством, буддизмом, получившими распро­странение в Китае, были усвоены представления Д.-к. р. о духах при­роды и о духах предков.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ  РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований др.-римск. рабовлад. об-ва. Для Д.-р. р. характерна вера в духов - покровителей природы, сельской жизни, сельского труда. К ним от­носятся Сильван, Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов), Марс (первоначально бог полей и уро­жая, позднее - бог войны), Юпи­тер (первоначально бог погоды, впоследствии — гл. божество в Риме). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня зла­ков), Либер (бог виноградников) и Либера. В патриарх, общине по­читали богов и демонов домашне­го очага (Лары, Пенаты, Веста, Пан). В Д.-р. р. отчетливо видны элементы фетишизма (культ де­ревьев, рощ, земли), тотемизма (культ ряда животных, напр, вол­ка). Мифотворчество в Д.-р. р. ис­пытывало сильное влияние мифо­логии др. народов, особенно гре­ков. С образованием классов и гос-ва формирование римск. пан­теона богов было в целом завер­шено. Боги Д.-р. р. стали общего­сударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, к-рым был по­священ храм на Капитолии (отсю­да название - капитолийская триа­да). Высшим среди богов, „отцом богов , олицетворявшим могуще­ство Рима, был признан Юпитер. Греч, влияние на Д.-р. р. выра­зилось особенно ярко в культе Аполлона и Артемиды-Дианы. С превращением римск. гос-ва в средиземноморскую державу в Риме появились вост. божества. Из Малой Азии проник культ ма­тери богов - Кибелы. Во 2-3 вв. приобрел популярность культ иран. бога солнца Митры. Для Д.-р. р. позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовлад. строя, породивший глубокие соц. и идеологич. перемены в жизни римск. об-ва, стал гл. причиной перехода широких народных масс от политеистич. греко-римск.рели­гии к монотеистич. христианству.

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИ­ГИЯ - сложное синкретическое явление с развитым семейно-родо-вым предков культом, яркими формами культа природы и об­щинными земледельческими куль­тами. Все эти формы религии со­ответствовали патриарх.-родовому устройству слав, племен. Д.-с. р. политеистична. В качестве высш. божества у др. славян выступал бог грозы Перун. Широко почита­лись также бог неба Сварог и его сыновья - боги солнца, огня и ветра: Дажбог, Хоре, Стрибог, „скотий бог и бог богатства Велес (Волос), богиня Мокошь — по­кровительница прядения, ткаче­ства и вообще женских работ. Зап. славянами почитался бог удачи и счастья Белбог. Известны имена таких племен, слав, божеств, как Святовит и Ругевит (о. Рюген), Радегост (у лютичей), Триглав (у по­морян), богиня Сива (у полабских славян) и др. Кроме того, с земле­делием, с зимним и летним солн­цеворотом, вообще с аграрным ка­лендарем и аграрными работами связываются такие антропоморф­ные олицетворения, как Семик, Ярило, Купала и др. Ярило, по мне­нию мн. ученых, был божеством растит, мира, земледелия и плодо­родия. Др. божества не вполне изучены, хотя в их образах замет­на персонификация „умирающих и „воскресающих божеств растит, мира. Как в любой политеистич. религии, в Д.-с. р. широко пред­ставлен пантеон духов - олице­творений природы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Словарь Атеиста:

ААР - АМИ

ААРОНОВЦЫ, соотв. аароновщина - течение в старообрядчестве, отделившееся во вт. пол. 18 в. от бе...

Авторизация



Движение атеизма:

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...