ДЖО - ДРЕ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ДЖОНСОН Хыолстт (1874-1966) - англикан. священник (в 1931 — 1963 - настоятель Кентерберий-ского собора), видный обществ, деятель, член Всемирн. Совета Мира, лауреат международ. Ленинской премии „За укрепление мира между народами . В СССР переведена книга Д. „Христиане и коммунизм (1957), в к-рой он трактует христ. учение как совпадающее по своим идеалам с коммунизмом.
ДЖУМА (араб.) - пятница, в исламе - день полуденного торжеств, богослужения,организуемого в мечети с обязательной совместной молитвой и выступлением проповедника. Праздничный, но не обязательно нерабочий день.
ДЗИММУ ТЭННО (яп. тэнно - верховный правитель, Дзимму - имя собств.) - персонаж др.-яп. мифов о богах и героях - „Кодзики , „Нихонги и др. Д. т. приписывается легенд, поход и завоевание престола царей Ямато (др. название Японии) на о. Хонсю, его родословная восходит к солнечной богине Аматэрасу. На этом строится обоснование божеств, происхождения яп. императорской династии.
ДЗИНДЗЯ, дзингу - культовый синтоистский комплекс. Д. состоит из хондэна - внутр. камеры, в к-рой хранится „тело божества, - и хайдэна, где происходят ритуальные церемонии.
ДЗЭН - яп. эквивалент кит. „чань или „чань-на от санскр. „дхъяна , обозначающего как в индуизме, так и в буддизме „сосредоточенное созерцание , или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой „сатори - неожиданным „просветлением , заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображенном сознании человека. Д.-буддизм появился в Китае в псрв. пол. 6 в. Его возникновение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм проникает в др. страны: во Вьетнам - в форме „таен , в' Корею - в виде „сэн , в 12-13 вв. - в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией филос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) непосредственная („от сердца к сердцу ) передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека („всеобщей истинной мудростью Будды ); 3) независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Будды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. религ.- орг-ции: Обаку, Риндзай и Сото. От них следует отличать совр. модификации - „коджо , „мирской , „немонастырский Д., созданный в 19 в. и широко пропагандируемый в зап. капиталистических странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); „бит-Д, - искаженную форму Д.-будд. медитации, практикуемую наряду с употреблением наркотиков и др. психоделических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода „промывания мозгов и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специальными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. религ. модернизме. Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлекает ее от решения реальных соц.-экономич. и политич. проблем.
ДИАЛЕКТИКА (греч., первонач. значение термина - искусство вести беседу, рассуждать) - учение о развитии. В домарксистской философии существовали 3 осн. формы Д.: стихийная Д. древних, идеа-листич. нем. Д. кон. 18 - нач. 19 в. и Д. рус. революц. демократов 19 в. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Освоив достижения Д. Гегеля, К. Маркс коренным образом переработал ее и создал материалистич. Д., к-рая не только отлична от гегелевской, но и составляет ее прямую противоположность. У Гегеля в основе диалектич. процесса лежит развитие мышления, оторванного от человека и превращенного в самостоят, субстанцию. В основе Д. вещей у Гегеля лежит Д. понятий. С марксистской т. зр. Д. — наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутр. противоречиями. Объективная Д. (движение и развитие природы и об-ва) определяет субъективную Д., т. е. движение чело-веч, понятий. В. И. Ленин определял диалектику как самое полное, всестороннее и богатое содержанием учение о развитии. Осн. законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей составляет ядро диалектики, ибо он объясняет источники движения материи, заложенные в ней самой. Движение мдтерии выступает как ее самодвижение, что подрывает любые религ. и идеалистич. представления о „творце , перводвигателе и т. п. Закон перехода количественных изменений в качественные выявляет Д. количественных и качественных изменений, показывает, что развитие в природе и об-ве включает в себя скачки, перерывы постепенности. Закон отрицания отрицания характеризует соотношение различных этапов развития, когда развитие как бы повторяет пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени. Законы Д. дополняются диалектич. закономерностями, выявляющими соотношение формы и содержания, сущности и явления, необходимости и случайности, причины и следствия, единичного, особенного и всеобщего и т. п. Диалектич. законы - это законы развития не только материального мира, но и человеч. познания. Д. выступает как всеобщий метод познания. Диалектич. метод не заменяет частных науч. методов, он выступает лишь как их общая тео-ретич. предпосылка. Д. вооружает марксистско-ленинские партии и всех трудящихся методом и науч. познания, и революц. преобразования действительности.
„ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ - произведение Ф. Энгельса, в к-ром дано диалектико-материалистич. обобщение важных достижений естествознания вт. трети 19 в., освещены ключевые проблемы диалектики как теории и метода познания. „Д. п. не была закончена автором. Рукопись „Д. п. состоит из 10 статей и 169 отд. заметок и фрагментов. Осн. часть „Д. п. была написана Ф. Энгельсом в 1873— 1882. Опубликована „Д. п. впервые полностью в СССР в 1925 на нем. и рус. языках. В содержании ,,Д. п. можно выделить 3 осн. раз1 дела: естествознание и философия; классификация наук и диалектич. их содержание; критика идеализма и метафизики в естеств. науках. В работе над „Д. п. Ф. Энгельс ставил задачу вскрыть диалектич. закономерности, действующие в природе, и на этой основе показать необходимость сознат. применения учеными-естествоиспытателями диалектич. метода, подвергнуть критике их идеалистич. и метафизич. заблуждения. „Д. п. имеет большое значение и для науч. атеизма. В ней освещены мн. проблемы, науч. анализ к-рых подрывает религ.-идеалистич. представления и догмы. В части., в ,,Д. п. Ф. Энгельс впервые изложил теорию происхождения человека, показав, что труд сыграл решающую роль в процессе формирования человеч. разума. Тем самым был нанесен серьезный удар по религ. представлениям о человеч. душе и ее непосредственном со-творении богом. Большое атеистич. значение имели также идеи Энгельса о сущности жизни, направленные против витализма. Энгельс критикует попытки нек-рых естествоиспытателей прибегнуть к идее творца мира, опираясь на отд. несостоят, гипотезы (напр., гипотезу „тепловой смерти Вселенной ), остроумно и метко высмеивает увлечение спиритизмом. Несмотря на то, что мн. конкр.-науч. данные и положения, использованные в „Д. п. , устарели, ее общее филос. содержание полностью сохраняет свое методологич. значение.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (теология кризиса) - направление протест, теологии, сложившееся в 20-е гг. 20 в. и распространенное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. - учение Кьеркегора и экзистенциализм. Противоречия капитализма получили в Д. т. своеобразное отражение в утверждении о существовании непреодолимого противоречия между богом и несовершенным и греховным по своей природе человеком, что обусловливает трагизм человеч. бытия. Стремление человека силой чувств и разума понять бога - тщетно; бог для него - непостижимая тайна. Единственный путь приобщения к богу - вера в истинность божеств, откровения. Признание абсурдности мира, бессмысленности жизни, истолкование кризиса бурж. об-ва как неустранимого кризиса человеч. бытия - все эти идеи Д. т. по своему соц.-историч. смыслу означали увековечивание капитализма. Сторонники Д. т.: К. Барт, Ф. Гогартен, Р. Бультман, П. Тиллих, Р. Нибур. В рамках Д. т. уживались различные соц.-филос. концепции: религ. изоляционизм, отказ от идей соц. прогресса и попытки связать идею греховности человека с признанием его активной роли в истории, его ответственности за свои поступки.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - марксистско-ленинское филос. учение, единственно науч. мировоззрение современности. Д. м. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые с позиций рабочего класса подвергли критич. анализу и творчески переработали высш. достижения филос. мысли прошлого, в части, диалектич. учение Гегеля и материализм Л. Фейербаха, и создали принципиально новое филос. учение, в к-ром материализм и диалектика представляют собой органическое единство. В. И. Ленин творчески развил Д. м. в новых историч. условиях, обобщил и осмыслил с филос. позиций открытия совр. естествознания. Д. м. есть высш. форма материализма. Он исходит из признания первичности материи и вторичности сознания. С т. зр. Д. м. весь окружающий нас мир есть бесконечная в своем развитии и самодвижении материальная Вселенная. Движение, пространство и время представляют собой всеобщие и необходимые формы существования материи. Материя существует вечно и не нуждается ни в каком „творце , ни в каком „первотолчке или „перводвигателе . Источником вечного движения, изменения и развития материи являются присущие ей внутр. противоречия. Диалектико-материалистич. концепция рассматривает развитие не как простое количественное изменение, а как сложный процесс, включающий скачки, перерывы постепенности, переходы количественных изменений в качественные, единство и борьбу противоположностей. Д. м. объясняет движение материи как ее самодвижение, устраняя тем самым религ .-идеалистич. идею творца. Наиболее общие законы движения материального мира суть законы диалектики. Проблема отношения сознания к материи выступает как осн. вопрос философии, к-рый решается Д. м. с последовательно материалистич. позиций. В противоположность агностицизму и позитивизму Д. м. утверждает безграничную возможность познания человеком окружающего мира. В то же время возможности познания мира на каждом этапе развития об-ва исторически обусловлены уровнем развития человеч. практики и науки. Науч. истины всегда относительны, но относительность знаний не исключает, а предполагает наличие в них объективного содержания. Д. м. в отличие от сенсуализма и рационализма учитывает важную роль в процессе познания как чувств, созерцания, так и абстракт, мышления. Практика, ст. зр. Д. м., выступает не только критерием истинности знаний, но и основой всего процесса познания и его целью. Атеизм — необходимая сторона Д. м. Поскольку Д. м. отрицает существование сил и сущностей, находящихся вне реального, чувственно воспринимаемого мира, он атеистичен по своей сути. Все положения, законы и категории Д. м. своим содержанием опровергают религию и идеализм. Д. м. существует в неразрывной связи и органическом единстве с историч. материализмом. Д. м. представляет собой философию нового типа. Он выступает как теоретич. оружие марксистско-ленинских партий, всех трудящихся, борющихся за победу социализма и коммунизма. Будучи методологией всякого науч. познания, Д. м. позволяет правильно подойти к изучению любого процесса и явления в природе и в об-ве, выявить взаимосвязи и сцепления явлений, предсказать общее направление развития событий в будущем. Поэтому Д. м. имеет неоценимое значение не только для развития теоретич. познания, но и для практики, для политики марксистско-ленинских партий. Д. м. позволяет не только научно объяснить мир, но и изменить его в соответствии с объективными законами его развития, в интересах всех трудящихся.
ДИАЛОГ МАРКСИСТОВ И ВЕРУЮЩИХ — сотрудничество, встречи, обмен мнениями между марксистами и верующими по важнейшим соц.-политич. проблемам современности (война и мир, капитализм и социализм, неоколониализм и развивающиеся страны и др.). Д. м. и в. стал весьма актуальным и получил широкое распространение. Мн. религ. объединения поддерживают в наст. вр. идею Д. м. и в., стремясь укрепить свое пошатнувшееся влияние на массы. Коммунистич. и рабочие партии рассматривают его как важное средство установления контактов с верующими и их вовлечения в борьбу за мир, демократию и социализм. Марксистско-ленинская концепция Д. м. и в., разработанная международ, коммунистич. движением и сформулированная в документах международ. Совещания коммунистич. и рабочих партий 1969, Конференции коммунистич. и рабочих партий Европы 1976, отвечает коренным жизнен, интересам всех трудящихся, независимо от их отношения к религии. Наиболее успешно идеи Д. м. и в. осуществляются в социа-листич. странах. Для коммунистов сотрудничество с верующими - не временная тактика, а принципиальная линия и долговременная программа. Коммунисты направляют свои усилия на сплочение всех трудящихся, верующих и неверующих, в антиимпериалистич. и анти-монополистич. борьбе, рассматривают проблему сотрудничества с верующими в тесной связи с борьбой классов, с борьбой двух соц. систем - социализма и капитализма. Развивая сотрудничество с верующими, марксисты выступают против к.-л. идеологич. компромиссов, против попыток синтеза марксизма и религии. Коммунисты считают, что различие мировоззрений не исключает возможности сотрудничества коммунистов и верующих.
ДИАНА - богиня охоты в др.-римск. мифологии. Соответствует др.-греч. Артемиде.
ДИАСПОРА (греч. - рассеяние) - так называли евр. колонии вне Палестины, впервые возникшие в 6 в. до н. э., во время т. н. Вавилон, плена. Д. увеличивалась в 5-1 вв. до н. э. в связи с завоеваниями Палестины Персией Македонией, Римом. Д. породила среди евреев мессианские чаяния. Термин „Д. применяется и к др. религ. и этнич. группам, живущим в новых для себя районах на положении нац.-культ. меньшинства.
„ДИДАХЕ (греч. didache - поучение) - один из др. (нач. 2 в.) памятников христ. лит-ры неизвестного автора. Полное название — „Учение двенадцати апостолов . „Д. состоит из 3 частей: в гл. 1-6 излагаются „пути жизни и смерти , т. е. нравств. нормы поведения христиан; в гл. 7-10 дается описание (впервые в христ. лит-ре) обрядов и молитв; в гл. 11-16 содержатся наставления об отношении христ. общин к странствующим проповедникам (апостолам и пророкам) и указания о выборе должност. лиц (епископов и дьяконов) в общинах. В „Д. отсутствуют к.-л. свидетельства земной жизни Иисуса. О нем говорится лишь как об „отроке божьем , пришествие к-рого еще только предстоит.
ДИДРО Дени (1713-1784) - франц. философ-материалист, основатель и редактор „Энциклопедии , один из выдающихся представителей бурж. воинств, атеизма. Филос. взгляды Д. претерпели сложную эволюцию: начинал он как сторонник теизма, затем стал деистом, а в зрелом периоде перешел на позиции материализма и атеизма. Часто подвергался гонениям со стороны светских и церк. властей. В 1749 за распространение мате-риалистич. и атеистич. произведений был заточен в Венсенский замок. После выхода из тюрьмы основал и возглавил знаменитую „Энциклопедию (1751-1780), 35 томов к-рой выпустил, несмотря на все чинимые ему препятствия. В своем творчестве большое внимание уделил проблемам всесторонней критики религии, убедительно показав ее несовместимость с науч. мировоззрением. Отвергая релит, мораль, он справедливо указывал на то, что она убивает в человеке активность, калечит его, прививает ему рабскую покорность. Подверг глубокой критике вероучение и практику христианства, показав несостоятельность догмата о троице, нелепость веры в чудеса, противоречивость еванг. рассказов. Д. считается одним из предшественников мифологии, школы, он, ссылаясь на отсутствие к.-л. достоверных свидетельств, ставил под сомнение историчность Христа. Одним из первых он установил преемственную связь между античными и христ. мифами. Выступая против реакц. деятельности духовенства, выдвигал требование свободы граждан в делах веры, выступал за упразднение контроля церкви над школой. Атеизм Д. носил исторически ограниченный, просветит, характер, религию он рассматривал как продукт невежества и страха людей, обманутых духовенством, считал просвещение гл. средством преодоления религии, не требовал отделения церкви от гос-ва. Однако в целом творчество и деятельность Д. были важной вехой в развитии атеистич. воззрений. Осн. работы: „Письмо о слепых в назидание зрячим (1749), „Мысли к объяснению природы (1754), „Монахиня (1760), „Философские основания материи и движения (1770) и др.
ДИОНИС - в др.-греч. мифологии бог виноградарства и виноделия. Культ Д. носил оргиастич. характер: празднества (дионисии) сопровождались необузданным весельем.
ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502) — рус. живописец. Работал в период, когда Моск. гос-во стремилось использовать искусство для укрепления великокняж. власти и поэтому усилило его регламентацию. Для икон и фресок Д. характерен тонкий рисунок и изыскан, колорит. Однако в них можно заметить нек-рое единообразие приемов; им присущи также праздничность и декоративность, к-рые несколько затушевывают психологич. выразительность образов („Богоматерь Одигитрия , „Спас в силах ). Сохранились лишь немногие из произведений Д. Иконы его письма находятся гл. о. в Русском музее и в Третьяковской галерее.
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - по еванг. легенде, судья афин. ареопага, живший в 1 в. и обращенный в христианство апостолом Павлом. Впоследствии стал первым афин. епископом. Во вт. пол. 5 в. под его именем появились религ.-филос. соч., т. н. ареопагитики (10 писем и 4 трактата), проникнутые духом неоплатонизма. Идеи о божестве как сверхразумном тождестве бытия и небытия, приписывавшиеся Д. А., оказали большое влияние на филос. мысль Византии и Зап. Европы, в т. ч. на мыслителей Возрождения.
ДИПТИХ (греч. diptychos - сложенный вдвое) - икона в виде двухчастного складня с рельефным (чеканка, гравировка) или живописным (на дереве) изображением. Д. встречается в правосл. и католич. культовом искусстве. 2 части Д. могут быть связаны (но не обязательно) определенным сюжетом или религ. идеей.
ДИССЕНТЕРЫ, нонконформисты (англ. dissenters, от лат. dissentio - не соглашаюсь) - в Англии общее название лиц, расходившихся во взглядах с учением господств, церкви и ее руководства, отделяясь от них и организационно. Так именовались члены религ. сообществ, отколовшихся от государств, церкви. С сер. 19 в. более употребительным становится термин „нонконформисты , обозначающий не „раскольников , а инакомыслящих, расходящихся с господств, церковью по частным вопросам. Позднее, в условиях развивающейся секуляризации, борьбы заотделение церквиотгос-ва и ликвидации привилегий гос. церкви, этот термин применяется и к последователям так называемых „свободных церквей (баптизм, конгрегационализм, методизм и др.).
ДИССИДЕНТЫ - букв, несогласные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует господств, церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко - с 16-17 вв., когда в ходе бурж. революций и формирования совр. наций остро встал вопрос о Д., их гражд. правах в Англии (диссентеры), во Франции (гугеноты) и в Польше (все некатолики, т. е. поляки-протестанты и православные в условиях господства католицизма). Позднее - все, стоящие вне господств, в данной стране (государств.) церкви или свободомыслящие, вообще порвавшие с религ. верой. Переноси. - инакомыслящие.
ДИЦГЕН Иосиф (1828-1888) - нем. философ, взгляды к-рого формировались под влиянием Л. Фейербаха, а позднее - К. Маркса и Ф. Энгельса. Самостоятельно пришел к диалектич. материализму. В соч. „Сущность головной работы человека , „Религия социал-демократии и др. Д. подверг критике религию и филос. идеализм. Д. связывал преодоление религии не только с развитием теории познания на основе практики, но и с упразднением порождающих ее соц. условий.
ДОБРО и ЗЛО - этич. категории для выражения положит, или отриц. оценки обществ, явлений, а также поступков отд. людей. . Представления о Д. и 3. исторически изменчивы и в клас. об-ве имеют клас. характер. Д. обозначает моральную ценность как таковую и несводимо к удовольствию, счастью, благополучию, прогрессу, пользе (обществ, или личной). 3. является отрицанием моральной ценности. Религ. представления о независимости Д. и 3. от практич. интереса, о вечности и неизменности их основополагающих характеристик всецело определялись исходным принципом божеств, сущности морали. Духовный кризис совр. бурж. об-ва, разочарование в науке и ее практич. применении приводят часть людей к ложному убеждению, будто без религии Д. и 3. теряют свое основание, исчезают, уступая место утилитарному расчету. Этому заблуждению способствуют идеи бурж. философов о невозможности науч. обоснования моральных ценностей. Науч. объяснение сущности понятий Д. и 3. дает марксистская этика. Энгельс указывал, что „представления о добре и зле. так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому (т. 20, с. 94). Историч. преходящий характер нравств. требований, их классовая природа и социальная обусловленность полностью опровергают систему религ. представлений о сущности Д. и 3. Все богословск. концепции о боге как олицетворении Д. и о свободе воли человека, порождающей 3. (см. Теодицея), несостоятельны. По мере уничтожения соц. неравенства, развития культуры и достижения справедливости и правды Д. и 3. приобретают все более ясный и согласующийся с наукой смысл нравственных ориентиров на пути развития личности и об-ва.
ДОБРОДЕТЕЛЬ - свойство характера, одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разума и воли на нравств. образ действия. Д. противоположна пороку. В античной философии осн. добродетелью считалась мудрость, разумность. Платон считал 4 Д. основными („кардинальными ): мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Д. и счастье считались совпадающими понятиями, поскольку одинаково означали жизнь, согласную с разумом и природой. Христианство принизило роль разума и противопоставило античным 3 „теологич. Д. : веру, надежду и любовь. Д. в религ. понимании - средство быть угодным богу, путь личного спасения. Однако и верующие люди, совершая добрые поступки, делают это не ради расположения бога, а руководствуясь земными мотивами, стремлением к тому, чтобы жизнь стала лучше, а сам человек совершеннее. С т. зр. науч. атеизма Д. хотя и не гарантирует счастья, тем не менее она его необходимое условие.
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861) - рус. рево-люц. демократ, лит. критик, философ-материалист, атеист, соратник Я. Г. Чернышевского. Работая в журнале „Современник (1857-1861), он развернул пропаганду материализма и атеизма в подцензурной печати. Критикуя соч. апологетов религии, он подводит читателя к атеистич. выводам. Так, указывая на абсурдность утверждения, будто „можно сделать что-нибудь из ничего (Собр. соч. В 9-ти т., т. 3, с. 282), объясняя, что вне материи никакой силы существовать не может (т. 4, с. 260), что „началом психической деятельности является мозг, что в природе „везде одна и та же материя, только на разных ступенях развития (т. 4, с. 263), Д. отвергает, т. о., существование бога и бессмертной души. Критикуя апологетов христ. морали, Д. отстаивает право человека на „самостоятельное свободное действие (т. 3, с. 347). Религия у Д. - историч. явление (т. 3, с. 399), причина к-рого кроется в „жизненных отношениях (т. 6, с. 325). Ее преодоление он связывал с соц. преобразованиями, с обеспечением свободы совести.
ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ (греч. dogmatos) — осн. положения вероучения, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божеств, установлениями, обязательными для всех верующих. Каждая совр. развитая религия имеет свою собств. догматич. систему, выработанную в процессе длительных споров и внутрицерк. борьбы. В христианстве догматика была утверждена первыми 2 вселенскими соборами и получила название Никео-Царьградского ,,Символа веры , включившего 12 осн. догматов: о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, вознесении, крещении, бессмертии души и т. д. Последующие вселенские соборы дополнили символ веры Д. р. о божеств, и человеч. природе Христа, о наличии у Христа 2 воль и 2 действий, об обязательности иконопо-читания. После разделения христ. церквей каждая конфессия включала в свое вероучение Д. р., не признаваемые др. христ. церквами. Католицизм утвердил Д. р. о чистилище, исхождении духа святого не только от отца, но и от сына, непорочном зачатии богородицы и ее телесном вознесении на небо, непогрешимости папы римск. в делах веры и нравственности. Протестантизм отверг общехрист. Д. р. о священстве, елеосвящении и др. и признал новый Д. р. об оправдании верой. В борьбе с ересями, свободомыслием, атеизмом христ. теология разработала сложную систему обоснования догматики. Не отказываясь в целом от традиц. понимания содержания Д. р., все конфессии в той или иной мере стремятся истолковать их применительно к духу времени, изменившимся взглядам верующих. Процесс обновления религии не мог не затронуть и представлений о Д. р. как абсолютно неизменной истине. В наст. вр. большинство христ., мусульм., иуд. богословов отвергают прежний догматич. буквализм, разрабатывают новые формулировки Д. р.
ДОДОНА - древнейшее святилище Зевса в Эпире, местонахождение знаменитого оракула. Святилище просуществовало до 4 в.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА - система аргументов в теологии и религ. философии, используемая для логического обоснования существования бога и на этой основе необходимости религ. веры. Наиболее распространенными являются следующие Д. б. б.: 1) онтологическое, сформулированное в 11 в. теологом-схоластом Лнсельмом Кентерберийским. Оно выводится из представления о наличии всесовершенного существа не только в сознании, но и в действительности, к-рое может быть только богом. Это доказательство было подвергнуто критике Фомой Аквинским. Кантом и мн. теологами. Логическая несостоятельность данного доказательства состоит в том, что существование бога подменяется существованием понятия о боге, в логике это называется подменой тезиса. По принципу онтологич. доказательства построены историческое (у всех народов есть религия, что свидетельствует о существовании бога), психологическое (наличие у человека религ. чувства должно вызываться внешней причиной, к-рой и является бог), антропологическое (если человек образ и подобие бога, то это и означает, что бог существует); 2) космологическое, сформулированное Платоном и Аристотелем, сводится к признанию существования или первопричины, или перводвигателя в качестве импульса всякого начала или движения. У Г. В. Лейбница и X. Вольфа существование бога выводится из признания наличия безусловной сущности или не сводимой ни к каким конечным причинам „причины всякого бытия . Кант убедительно раскрыл наличие в этом доказательстве софистики онтологич. Д. б. б. Существование, с его т. зр., не может быть доказано посредством логического анализа понятия, поскольку оно не является признаком этого понятия. Диалек-тич. материализм, раскрыв несостоятельность представлений о первотолчке, целевой причине, и отвергнув упрощенный взгляд на взаимодействие причин и следствий, показал науч. и методологич. ошибочность признания сверхъ-естеств. причин, в т. ч. и космоло-гич. Д. б. б.; 3) телеологическое, или физико-теологич., сводящееся к признанию наличия в мире абсолют, целесообразности, к-рая порождена премудрым архитектором. Это доказательство особенно широко используется в совр. религ.-богосл. практике. Давая извращенную интерпретацию целесообразности, теология конструирует картину мира, исключающую проявление и действие внутр. законов развития действительности. Теория Ч. Дарвина раскрыла причины целесообразности в живой природе, а учение историч. материализма К. Маркса и Ф. Энгельса изгнало телеологию из науки об об-ве, лишив, т. о., те-леологич. доказательство какого бы то ни было значения; 4) нравственное, строящееся на представлении о наличии всеобщего морального миропорядка, абсолют, и вечного нравств. закона как проявления божеств, начала в мире. И. Кант, выдвинувший его, утверждал, что всеобщий нравств. закон как безусловное трансцендентное предписание или„категорический императив может стать универсальным правилом поведения только тогда, когда будет признано существование бога. Это доказательство строится на ложном представлении о наличии внеисторич., внеклас. вечной морали, характер к-рой определяется внешней сверхпричиной. Иллюзорность подобных представлений убедительно раскрыта марксизмом.
ДОКЕТИЗМ (отгреч. dokeo - казаться) - раннехрист. ересь 2— 3 вв., одно из направлений в гностицизме (см. Гностики). Представители Д. считали телесность злым, низш. началом и на этом основании отвергали христ. учение о воплощении Христа в телесного человека во время его земной жизни. Они учили, что Христос только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями. Отстаивая миф о Христе как богочеловеке, церковь вела борьбу против Д.
ДОЛГ — этич. категория, в к-рой выражается нравств. обязанность человека перед об-вом, классом, партией или соц. группой, выполняемая из побуждений совести. Д. предполагает не подчинение, а свободное самоопределение личности. Религия выдвигает в качестве основания Д. бога, его заповеди и тем самым лишает нравств. поступок добровольности. Христианство различает Д. перед богом, Д. перед людьми и Д. перед собой, к-рые нередко вступают в конфликт друг с другом. Д., по христ. учению, противостоит влечениям греховной природы человека. С т. зр. науч. атеизма Д. как особое психо-логич. переживание обусловлен соц. природой человека, историч. развитием и обществ, (клас.) взаимоотношениями. Противоположность Д. и склонности, идеалов и жизни устраняется с уничтожением социальных корней этой противоположности, с построением бесклас. об-ва, в к-ром Д. не будет требовать самоотречения. Служение Д. (человечности) будет одновременно средством самоутверждения личности.
ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА - учреждение областной, городской или районной орг-ции доброе, об-ва „Знание , имеющее целью систематическую пропаганду науч.-атеистич. знаний путем организации лекций, семинаров, тематич. вечеров, бесед с верующими и др. мероприятий. Д. н. а. объединяет активистов-общественников, партийных и комсомольских работников, преподавателей, ученых, представителей творческой интеллигенции, ведущих атеистич. работу в городе или районе, оказывает помощь в атеистич. воспитании населения и подготовке пропагандистов науч. атеизма. Д. н. а. в Москве выполняет функции Всесоюз. методич. центра.
ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищенствующего ордена, основанного в Тулузе в 1215 исп. монахом Доменико де Гусманом (1170-1221). Годом позже орден был утвержден папой Гонорием III.Д. дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Возглавляются генералом, избираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно папе; монастырями руководят приоры, монастыри группируются в провинции во главе с провинциалами. Д. возглавили борьбу с катарами и др. оппозиционными католич. церкви группировками, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмблема — собака с зажженным факелом в зубах, они сами называли себя „псами господними (domini canes). В 1232 папство поручило Д. руководить инквизицией. Вскоре орден распространил свое влияние на мн. христ. страны. Принимал активное участие в конкисте Америки. Из его рядов вышли видные католич. богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. В наст. вр. число Д. превышает 10 тыс., они действуют в 50 странах, имеют около 600 монастырей.
ДОМОВОЙ - в религ. верованиях славян и нек-рых др. народов — дух, живущий в доме, охраняющий домашний очаг. В представлениях о Д. нашли выражение пережитки первобытн. предков культа. С верой в Д. связаны многочисленные религ. магич. обряды: принесение жертвы, кормление, приглашение Д. в новый дом и др.
ДОНАТИСТЫ - участники религ. движения в римск. Сев. Африке в 4-5 вв. Выступали за непризнание действительными таинств, совершаемых священниками, изменившими церкви в период гонений. Д. были против вторичного крещения отступников. Движение возн. в 311 в результате раскола африк. христ. церкви на сторонников епископа Цецилиана („цецилианистов , или „католиков ) него противников во главе с епископом Донатом, по имени к-рого и получило название. Д. образовали самостоят, церковь, к к-рой примкнули гл. обр. неимущие слои населения: рабы, колоны, городские бедняки. Выступали против ортодокс, католич. церкви, защищавшей существующий строй, особенно левое крыло Д. - агонистики. После Карфагенского собора (411) собрания Д. под страхом смертной казни были запрещены.
ДОНИНИ Амброджо (р. 1903) - итал. историк-марксист, проф., автор ряда работ по истории христианства. Наиболее значит, из них: „Люди, идолы, боги. Очерк истории религии (1960), „История христианства от истоков до Юстиниана (1975), „Энциклопедия религий (1979) и др.
ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА. Вопрос о времени возникновения религии имеет большое мировоз-зренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители „венской культурно-историч. школы и т. д.) пытались доказывать изначальность религии, возникновение ее вместе с появлением человека. Факты, однако, говорят р том, что на огромном временном отрезке своей истории человек был безрелигиозен. В наст. вр. большинство антропологов полагают, что возраст человечества приближается к 3 млн. лет. Вместе с тем все древнейшие типы людей (Homo habilis, питекантроп, атлантроп, гейдельбергский человек, синантроп и др.) по целому ряду весьма существенных признаков сильно отличались от совр. человека - Homo sapiens (см. Происхождение человека). Особенно разительными были отличия в строении головного мозга, к-рый имел у древнейших людей значительно меньший объем и менее развитые лобные доли, чем у людей совр. Низкий уровень развития мышления и ограниченные способности к абстракции у древнейших людей заставляют нас предположить, что на этой стадии человек еще не знал религии. Подтверждают такое предположение и относящиеся к олдувайской и древне-ашельской эпохам археологич. и палеоантропологич. находки, к-рые не дают никаких свидетельств о существовании у древнейшего человека религ. верований. Правда, нек-рые зарубежные ученые допускают наличие примитивных религ. представлений у синантропа, истолковывая практиковавшуюся им некрофагию как своего рода магич. ритуал. Однако поедание трупов было, вероятно, вызвано периодическими голодовками и не дает достаточных оснований для вывода о существовании у синантропа религии. Зачатки религии появляются только у непосредственных предков человека совр. вида - кроманьонцев.
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) - рус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают одно из ведущих мест в истории мир. лит-ры. Наряду со страстной защитой религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргументация такой силы, к-рая способна подорвать изнутри самые глубокие религ. убеждения. Выступления Д. в защиту религии основываются в основном на нравств. мотивах: альтернативой вере религ. он считал рационалистич. мировосприятие, к-рое ведет, по его убеждению, к нравств. нигилизму, к вседозволенности. В понимании человека и истории Д. стоял на идеалистич. позициях: об-во основывается на нравств. началах, нравственность же вытекает из веры. Носителем религ.-нравств. идеи, считал он, является народ, отрыв от к-рого и есть гл. беда образованной части об-ва, причина неверия и идейн. шатаний. Используя слабости мировоззрения Д., реакц. идеологи пытаются представить писателя своим союзником и с этой целью затушевывают антибурж. направленность худож. творений Д., его веру в человека, в светлое будущее. Хотя Д. подчеркивал свою приверженность правосл. учению, он был далек от церк. ортодоксии своего времени, выражавшей интересы господств, классов.
ДОСТИНСТВО ЛИЧНОСТИ - моральная категория, осознание личностью своего обществ, значения. В клас. об-ве Д. л. проявляется противоречиво. В рабовлад. об-ве личность скована религ. предрассудками, от к-рых в известной мере могли освободиться лишь передовые люди того времени. В эпоху феодализма развивается феод, понятие Д. л. (рыцарская честь), носившее преимущественно сосл. характер и исключавшее право на человеч. Д. „черни , „простолюдинов . В борьбе против феод, идеологии с ее отрицанием человеч. Д. развивается гуманизм, требующий признания высокого назначения и достоинства за каждым человеком. В бурж. об-ве Д. л. фактически зависит от клас. принадлежности, что противоречит самому понятию Д. л. Лишь с уничтожением соц. неравенства, эксплуатации, с установлением справедливых обществ, отношений Д. л. становится правом каждого человека и само об-во охраняет личное Д. каждого гражданина.
ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — см. Обновленцы.
ДРЕВНЕ ГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ - верования и культы герм, племен периода первобытнообщин. отношений, гл. обр. культ племен, богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился и общегерм. пантеон. Мифы отражают межплем. распри и войны с др. народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы великанами и чудовищами, а также с богами иноплеменников (ванами). В качестве верховного бога выделяется Водан (ю.-герм.) или Один (с.-герм.) - владыка неба и земли, бог бури, неистовства, битвы, а также поэзии, мудрости, хранитель св. письменности (рун). В его чертоги - Валгаллу воинств, небесные девы-валькирии приводят души героев. Мн. общегерм. боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар (Тор) - бог грома и молнии, Тир (Циу) - бог сияющего неба, суда и войны, Бальдр - бог весны, растительности и плодородия, Локи - бог огня. Германцы почитали камни, деревья и источники, животных, к-рые посвящались богам (волк - Водану, медведь - Донару), совершали гадания по полету птиц, ржанию св. коней и по палочкам с гадательными знаками (рунами). Их воображение населило природу множеством злых и добрых фантастич. существ, живущих на земле (эльфы), в горах (тролли), в воде (никсы). под землей (гномы). С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху средневековья Д.-г. р. была вытеснена христианством, хотя многие ее пережитки сохранились в народных верованиях.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ - система верований и культов народов Др. Греции. Д.-г. р. и мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия - осн. отрасли хозяйства Др. Греции. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. В Д.-г. р. четко прослеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение в Д.-г. р. имел предков культ, с к-рым был связан и культ героев - полулюдей - полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков появилось представление о жизни душ праведников на Елисейских полях -Элизиуме. Наивысш. расцвет Д.-г. р. и мифологии относится ко 2 тыс. до н. э., когда мелкие местн. боги были оттеснены и окончат, оформился пантеон богов, местопребыванием к-рых считалась гора Олимп. Боги - Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и др. рассматривались др. греками как семья богов, во главе к-рой - Зевс - „отец людей и богов , воплощавший в религ. форме черты патриарх, владыки. Иерархия богов отражала иерархию зарождавшегося клас. об-ва. С появлением в Греции городов-гос-в (полисов) и развитием рабовлад. об-ва изменился характер Д.-г. р. Получили распространение культы богов - покровителей ремесла и торговли. В 8-7 вв. до н. э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. В Др. Греции существовали также тайные религ. об-ва и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Д.-г. р. и мифология оказали большое влияние на развитие мир. культуры.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщин. и раннерабовлад. об-ва. Огромную роль в верованиях др. египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для Д.-е. р., объяснялись значит, ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Нил, от разливов к-рого зависело благополучие страны, олицетворялся в образе бога Хапи, солнце - в образе богаАг. Богиня Сохмет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис - с головой шакала. Животные определенной масти объявлялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. Сильное влияние оказал на Д.-е. р. культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в „загробном мире будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Др. египтяне верили в существование у каждого человека души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовлад. гос-ва божества местн. общин объединились в „семьи и различные пантеоны. В Мемфисе почиталась триада Пта - Сохмет - Нефертум, в Фивах - Амон, Мут и их сын Хонсу. Во 2 тыс. до н. э. „царем богов стал почитаться Амон-Ра - бог города Фив. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык - фараонов, к-рые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Храмы стали могучей экономич. и полит, силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу фараонам. В 15 в. до н. э. это привело к попыткам религ. реформации: Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска — Атона, подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы на нек-рое время захватили престол и установили теократию. Д.-е. р. сыграла большую роль в формировании христианства. Егип. миф об „умирающем и воскресающем Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - религ. воззрения др. индусов, развивавшиеся от примитивных верований доарийск. эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы, в период Вед. В доарийск. городах археологи часто обнаруживают статуэтки великой богини-матери, фигурки богини, связанной с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религ. представлений. В религии этого периода объединились различные культы: др. обожествления явлений природы, предков культ, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведич. религия насчитывала ок. 3 тыс. богов, особо почитались Варуна, Дьяус Питар - бог неба, Притхиви - богиня-мать земли, Индра, Митра, Агни, Адити - олицетворение женского начала. Главой богов считался Варуна, к-рый часто отождествляется в мифах с небом (Дьяусом) и наделяется качествами охранителя порядка и справедливости. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем к-рых является Вритра —олицетворение засухи. К концу ведич. периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки систематизировать разрозненные ре-лиг, воззрения и создать единый пантеон. Боги из олицетворений сил природы становятся отражениями противоборствующих соц. сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны. Он ставится во главе пантеона, его окружают Маруты - боги бури и ветра. Бывший покровитель охотников и лесов - Рудра превращается в покровителя скотоводства, земледельцы поклоняются богу Пушану. Бог Брахма занимает в пантеоне ведич. религии скромное место, он лишь наблюдает за правильностью жертвоприношений. На рубеже 1 тыс. до н. э. с возникновением в Индии раннеклас. отношений Д.-и. р. трансформируется в брахманизм, ее боги входят в пантеон новой религии, но находятся на втором плане по отношению к Брахме - богу - создателю мира и олицетворению вселенной.
ДРЕВНЕИРАНСКАЯ РЕЛГИЯ - см. Зороастризм, Маздеизм.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - совокупность релит, верований и культов народностей бассейна рек Хуанхэ и Янцзы 2-1 тыс. до н. э. Для Д.-к. р. были характерны анимистич. культ духов природы и предков культ. Духи природы представлялись др. китайцам в облике людей (см. Антропоморфизм). Они населяли всю природу и управляли небесными светилами, природными явлениями, животным и растительным миром и пр. С возникновением клас. об-ва формируются представления об иерархии духов во главе с духом неба Шанди, к-рый становится отцом людей, заботящимся об их благополучии, награждающим одних и наказывающим других. Поклонялись др. китайцы также „земным духам , из к-рых почитались прежде всего духи гор и рек. Хозяином всей страны признавался наиболее могущественный земной дух Хоуту. Одухотворенная природа тесно связана с культом предков, к-рый строился на признании влияния духа умершего предка на жизнь и судьбу его потомков. В Д.-к. р. не было жрецов, а также особых храмов. Религ. церемонии совершались под открытым небом. Предкам и духам природы приносились жертвы, сопровождавшиеся молитвами. В Д.-к. р. выделяют 3 группы объектов почитания: 1) души умерших родственников, к-рые почитались в кругу семьи; 2) души мифич. героев древности — „первого человека Пань-гу, „укротителя рек Юй и др., а также души умерших императоров, знаменитых чиновников, мудрецов, почитавшиеся по всей стране; 3) духи природы, к-рые имели значение для всей страны, но отдельные из них особо почитались лишь в нек-рых областях. В Др. Китае были широко распространены также различные виды магии, колдовства, были прорицатели и заклинатели. Даосизмом, конфуцианством, буддизмом, получившими распространение в Китае, были усвоены представления Д.-к. р. о духах природы и о духах предков.
ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований др.-римск. рабовлад. об-ва. Для Д.-р. р. характерна вера в духов - покровителей природы, сельской жизни, сельского труда. К ним относятся Сильван, Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов), Марс (первоначально бог полей и урожая, позднее - бог войны), Юпитер (первоначально бог погоды, впоследствии — гл. божество в Риме). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Либера. В патриарх, общине почитали богов и демонов домашнего очага (Лары, Пенаты, Веста, Пан). В Д.-р. р. отчетливо видны элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ ряда животных, напр, волка). Мифотворчество в Д.-р. р. испытывало сильное влияние мифологии др. народов, особенно греков. С образованием классов и гос-ва формирование римск. пантеона богов было в целом завершено. Боги Д.-р. р. стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, к-рым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название - капитолийская триада). Высшим среди богов, „отцом богов , олицетворявшим могущество Рима, был признан Юпитер. Греч, влияние на Д.-р. р. выразилось особенно ярко в культе Аполлона и Артемиды-Дианы. С превращением римск. гос-ва в средиземноморскую державу в Риме появились вост. божества. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы. Во 2-3 вв. приобрел популярность культ иран. бога солнца Митры. Для Д.-р. р. позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовлад. строя, породивший глубокие соц. и идеологич. перемены в жизни римск. об-ва, стал гл. причиной перехода широких народных масс от политеистич. греко-римск.религии к монотеистич. христианству.
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ - сложное синкретическое явление с развитым семейно-родо-вым предков культом, яркими формами культа природы и общинными земледельческими культами. Все эти формы религии соответствовали патриарх.-родовому устройству слав, племен. Д.-с. р. политеистична. В качестве высш. божества у др. славян выступал бог грозы Перун. Широко почитались также бог неба Сварог и его сыновья - боги солнца, огня и ветра: Дажбог, Хоре, Стрибог, „скотий бог и бог богатства Велес (Волос), богиня Мокошь — покровительница прядения, ткачества и вообще женских работ. Зап. славянами почитался бог удачи и счастья Белбог. Известны имена таких племен, слав, божеств, как Святовит и Ругевит (о. Рюген), Радегост (у лютичей), Триглав (у поморян), богиня Сива (у полабских славян) и др. Кроме того, с земледелием, с зимним и летним солнцеворотом, вообще с аграрным календарем и аграрными работами связываются такие антропоморфные олицетворения, как Семик, Ярило, Купала и др. Ярило, по мнению мн. ученых, был божеством растит, мира, земледелия и плодородия. Др. божества не вполне изучены, хотя в их образах заметна персонификация „умирающих и „воскресающих божеств растит, мира. Как в любой политеистич. религии, в Д.-с. р. широко представлен пантеон духов - олицетворений природы.
Читайте: |
---|