ДРЕ – ДЯД
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, крупнейший специалист по истории раннего христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. доказал неисторичность еванг. персонажей (Христа, Марии, Петра и др.) и в противовес церк. точке зрения, относящей время создания евангелий к 1 в., достоверно датировал их 2 в. Д. преувеличивал значение гностицизма в возникновении христианства. Хотя сочинения Д. способствовали подрыву церк. интерпретации „св. истории и вызвали ожесточенные нападки теологов, Д. все же, по словам Ленина, „высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную (т. 45, с. 27) и тем самым является прямым и сознательным реакционером. Тем не менее Ленин подчеркивает, что „союз с древсами необходим для борьбы с религ. реакцией.
ДРУЗЫ - приверженцы мусульм. шиитской секты; одно из ответвлений исмаилизма (см. Исмаилиты). Секта Д. возникла в нач. 11 в. Д. верят в единого бога, многократно являвшегося в человеч. образе. Последним воплощением бо-жества Д. признают фатимидского халифа Хакима (правил в 996-1021) и ожидают его второго пришествия, разделяют учение о переселении душ своих единоверцев. Д. делятся на посвященных - уккаль (умные, знающие) и непосвященных, осн. массу верующих, - джуххаль (невежественные). Д. живут гл. обр. в Ливане и Сирии.
ДРУИДЫ (кельтск. - поклоняющиеся дубу, прорицатели) - служители культа, прорицатели, врачеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до н. э. жреч. межплемен, корпорацию с пожизнен, главой. Д. оказывали значит, влияние на обществ, жизнь: осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н. э. кельтские области, римляне запретили орг-цию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков.
ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ (от лат. dualis — двойственный) — противопоставление религией мира сверхъестественного, потустороннего, трансцендентного земным, чувственно воспринимаемым объектам и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр. монотеистич. религиям, в к-рых бог противопоставлен всему земному, в т. ч. и человеку, как высш. бестелесная сущность, к-рая творит мир из ничего и управляет им. Бог вечен, земные объекты конечны и преходящи, бог - всемогущий творец, мир - результат его творческой деятельности, бог - средоточие мудрости и добродетели, человек - существо слабое и греховное. Это противопоставление лежит в основе христ., т. н. отриц. (апофатического) богословия, к-рое утверждает, что бог не может быть познан и характеристики его могут быть только отрицательными (т. е. они должны отрицать в боге земные и человеч. свойства). Однако Д. р. не носит последовательного характера, ибо тогда он может привести к деизму. Поэтому монотеистич. религии имеют посредника между богом и человеком. В христианстве таким посредником выступает богочеловек. Д. р. проявляется также в наличии в религиях своеобразного антипода богу - сверхъ-естеств. сущности, воплощающей силы зла. Особенно последовательно дуализм доброго и злого начал проповедовали зороастризм и манихейство. В христианстве богу также постоянно противостоит носитель зла - дьявол.
ДУХ (греч. pneuma, лат. spiritus) - филос. понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала; религ. понятие, означающее сверхъестеств. существо, один из осн. объектов веры религ. В идеа-листич. учениях Д. - первоначало мира, Вера в Д. возн. в первобытн. об-ве, когда люди, будучи во власти природы, воспринимали ее явления как живые и одушевленные силы. Д. либо отождествлялся с вещами (фетишизм), либо отделялся от них (анимизм). Различались Д. деревьев, источников, рек, леса, гор, рождения и смерти, болезней и здоровья человека, Д. общины, рода, Солнца, Луны и т. д. В эпоху рабовлад. об-ва появляются попытки формулировать те или иные закономерности природы и об-ва в более или менее отвлеченной форме. В др.-греч. философии Д.: пневма, нус, логос. В средние века Д. представлялся существующим прежде и раньше Земли, природы, космоса и творящим их из ничего. Новое время породило теории Д., отразившие тенденции складывающегося бурж. индивидуализма. В совр. бурж. учениях понятие Д. конструируется в отрыве от действительности. Диалектич. материализм отвергает представление о духовном как о чем-то; существующем независимо от материи. Духовное есть функция вы-сокоорганиз. материи, результат обществ.-историч. практики людей.
ДУХОБОРЫ, духоборцы, „борцы за дух - одно из направлений старого рус. сектантства, относящееся к духовным христианам. Первые Д. появились в Воронежской губ. в сер. 18 в. Основатели секты - крестьяне С. Колесников и Л. Побирохин. Учение Д. было религ. формой оппозиции крестьян, гл. обр. государственных, царскому самодержавию и правосл. церкви. Д. отвергали духовенство, монашество, храмы („Человек есть храм божий ), церк. таинства, почитание креста, икон („живая икона - это человек). Библии противопоставили „внутр. откровение . „Св. книгой Д. является т. н. „Животная книга („Книга жизни ) - собрание псалмов, сочиненных самими Д. и передающихся изустно из поколения в поколение. Христос для Д. — простой человек, в к-ром воплотился божеств, разум. Бога они толкуют как „мировую любовь , „премудрость , „вечное добро . По их учению, бог „пребывает в роде праведных и воплощается в избранных людях — „живых богах и богородицах , к-рые и стояли во главе секты. Руководители Д. обладали ничем не ограниченной духовной и мирской властью над своими приверженцами и передавали ее по наследству. В религ. представлениях Д. отразились утопич. надежды крестьян на установление справедливого обществ, строя, к-рые они пытались воплотить в жизнь, обобществляя имущество, строя быт на началах коллективизма. В 19 в. среди Д. усилился процесс клас. дифференциации, процветала эксплуатация бедняков, господствующей стала психология бурж. индивидуализма и предпринимательства. Все это привело к расколу „Духобории на „большую и „малую партии. Царское пр-во и правосл. церковь жестоко преследовали Д. В перв. пол. 19 в. они были насильственно переселены из центр, губ. России сначала в Таврич. губ. (р. Молочная), а затем в Закавказье. Спасаясь от преследований, значит, часть Д. (7,5 тыс.) в 1898 эмигрировала в Канаду. К 1917 в России насчитывалось от 17 до 20 тыс. Д. После Октябрьской революции, социали-стич. преобразований в деревне и отхода большинства трудящихся от религии произошел распад общин Д. В наст. вр. небольшие группы Д. имеются в Грузии, Ростовской обл., Азербайджане, где они в процессе своей историч. эволюции превратились в своеобразные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и традициями.
ДУХОВ ДЕНЬ - см. Троица.
ДУХОВЕНСТВО - служители культа в ряде совр. религий. Д. удовлетворяет религ. потребности верующих, совершает культовые действия, проповедует вероучение.
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ - то же, что Военно-монашеские ордены.
ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - общее название нескольких течений старого рус. сектантства дореформенного происхождения, возникших на основе соц.-политич. протеста крестьянских масс против феод.-помещичьего строя и освящавшей его господств, правосл. церкви. Генетически Д. х. связаны с христововерием. В кон. 60-х гг. 18 в. произошло разделение Д. х. на молокан и духоборов. Духовное христианство было выражением оппозиции православию со стороны прежде всего гос. крестьян, однодворцев, отличавшихся хоз. самостоятельностью и менее обремененных патриарх, традициями. Соц. смысл понятия „духовное христианство и утверждаемая им система ценностей выходят далеко за пределы религ. сектантства. Выражая свой антифеод, протест в религ. понятиях, Д. х. выступали как поборники „вечной , „божеств, духовной истины , к-рую они стремились очистить от „мертвящего обрядоверия . Они призывали своих последователей доверяться не „внешним законам , а „внутреннему , воплощенному в „духе и истине разума и совести человека . Отрицая преклонение перед „кумирами , они требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает дух божий. Д. х. не просто отрицали обществ, порядки царской России, но одновременно утверждали новую систему гума-нистич. ценностей. Это связано прежде всего с оценкой значения человеч. разума и деятельности человека, с утверждением самоценности личности, свободной воли человека, чувства и сознания человеч. достоинства, -права на убеждение, с подчеркиванием большой роли нравств. начала в жизни людей и т. д. В учении Д. х. о чело-век« как „живом храме , как „чудном, дивном творении божьем (духоборы), как обладателе „духовного разума (молокане), в представлениях о „самовластии человека, „могуществе его души , будущих свободе и равенстве был заложен глубокий гуманистич. потенциал, обусловленный крестьян-ско-демократич. происхождением духовного христианства. В идеалах Д. х. отражались и облеченные в религ. оболочку соц. утопии крестьянских масс, их мечты о бесклас. об-ве.
ДУША (др.-евр. ruah, грсч. psyche, лат. anima) - по религ. представлениям, духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолкованию таких естеств. явлений, как дыхание, сновидения, тень, смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Осн. психологич. корень веры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представление о Д. связывается с учением о даровании Д. богом при рождении и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие, т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное посмертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. догматики, идеологии и культа, ею пронизана вся религ. психология, черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение, надежду на преодоление смерти и загробное блаженство. Религ. учение о Д. имеет ярко выраженный реакц. соц. характер, т. к. способствует духовному закабалению людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за освобождение от соц. гнета в этом мире на спасение Д. в „царствии небесном . Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спасением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике (нейрофизиология, психология, психиатрия и др.) убедительно опровергает представление о Д. как о самостоят, духовной сущности и подтверждает тезис науч.-материалистич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизованной материи.
ДХАММАПАДА (санскр. - путь дхармы) — одна из частей Суттапитаки, входящей в состав будд, канонич. лит-ры Трипитаки. В Д. в образной форме последовательно изложены осн. принципы раннего буддизма. В суттах (сутрах) Д. утверждается единств, путь к спасению - разрыву с земными желаниями и привязанностями, отрешение от „мира . Яркая, поэтичная форма Д. способствовала ее эмоциональному восприятию верующими - последователями буддизма.
ДХАРМА, дхамма (санскр. и пали - термин, имеющий очень много значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, качество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий И религ.-филос. учений Индии - совокупность гражд., этич. и культовых требований, образ жизни, якобы вмененный людям богами и различный для различных каст (варн). Соблюдение Д. оценивалось как добродетель, нарушение ее - как грех, поэтому часто понятие Д. равнозначно понятию добродетели. Буддисты называют Д. само религ. учение Будды. 2. В будд, теологич. трактатах термином „Д. обозначаются мельчайшие неделимые духовные частицы, из к-рых складывается поток индивид, сознания. Активность Д. и порождает якобы иллюзию внешнего по отношению к индивиду мира - мира страданий (сансара). В нек-рых из направлений буддизма утверждается, что из „первичных Д. состоит „высш. реальность - особый непознаваемый божеств, мир. Их „безначальное волнение порождает индивид, сознания со всеми их заблуждениями. И только „познание истины ведет к успокоению Д., к абсолют, покою, к нирване.
ДЫРНИКИ - см. Спасовский толк.
ДЬЯВОЛ - см. Сатана.
ДЬЯКОН, диакон (греч. diakonos - служитель) - служебная должность при епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем - духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов.
ДЬЯЧОК - см. Псаломщик.
ДЮБУА Пьер (1260-1321) - франц. юрист, участвовавший в борьбе королевской власти против церк. феодалов. В памфлетах против папы Бонифация VIII и др. сочинениях Д. одним из первых в Зап. Европе выступил за конфискацию королевской властью церк. земель и богатств.
ДЮПЮИ Шарль Франсуа (1742— 1809) - франц. ученый и философ-материалист. Критиковал религию и церковь, отвергал т. зр. деистов о необходимости сохранения религии для народа, рассматривая это как покушение на его суверенитет. Стремился развенчать миф о божеств, происхождении религии, призывая искать ее источники в воздействии на сознание людей важнейших явлений природы. Вместе с Вольнеем создал астральную теорию происхождения религии. Всю мифологию др. религий Дю-пюи стремился свести к аллегорич. описанию движения созвездий, изменению звездного неба. По его мнению, под именем Христа люди обожествляли Солнце. Выводя религ. представления из особенностей человеч. познания, Дюпюи не видел соц. корней религии.
ДЮРИНГ Евгений (1833-1921) - нем. философ и экономист. В 70-х гт. 19 в. выступал против материалистич. понимания истории. Философия Д. — эклектичная смесь механистич. материализма и позитивизма с элементами пантеизма и деизма. „Спиритическая путаница в философии (Энгельс) обусловила субъективист, и волюнтарист, подход Д. к религии. Считая религию „первобытн. детским представлением , Д. требовал устранить ее из будущего социалистич. об-ва с помощью декрета, в чем сказался его идеалистич. подход к явлениям обществ, жизни. В работе „Анти-Дюринг Энгельс противопоставил „догматич. атеизму Д. науч. диалектико-материалистич. знание о религии и путях ее преодоления.
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917) - франц. философ-позитивист и социолог. Д. считал религию (как и право, мораль, чувства, привычки) коллективным представлением, к-рое обществ, среда навязывает сознанию людей. Отводил религии важную роль в жизни об-ва. По Д., религия будет существовать, пока существует человечество, ибо в ней об-во обожествляет само себя. С течением времени она лишь меняет свои формы в зависимости от стадии развития об-ва. Отмечая соц. обусловленность человеч. сознания, Д. приходит, однако, к идеалистич. выводам. Осн. работы: „О разделении общественного труда (1893), „Элементарные формы религиозной жизни (1912).
ДЮШЕН Луи (1843-1922) - франц. историк церкви, аббат. Автор работ „Происхождение христианского культа , „Древняя история церкви и др., в к-рых проявил в известной мере науч.-критич. подход к затронутым проблемам.
ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович (1784-1841) - рус. врач и философ-материалист. Признавал единым началом мира вечную материю. Отрицал религ.-идеалистич. представления о „жизнен. силе , считал мозг средоточием жизнен. функций организма.
Читайте: |
---|