Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ДАВ - ДЖИ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ДАВИД (кон. 11 в. до н. э. - ок. 950 до н. э.) - царь Изр.-Иуд. гос-ва. Прославляется церковью как кроткий праведник, хотя из библ. описания его жизни видно, что это был вероломный и жестокий деспот. Д. создал централизован, державу со столицей в Иерусали­ме. С целью возвысить значение Иерусалима он перенес туда ков­чег завета и учредил богослужение при нем. Религ. традиция приписы­вает Д. авторство псалмов. С раз­витием в иудаизме веры в приход мессии Д. стал почитаться и как предок мессии. В христианстве Христу приписывается происхож­дение от Д.

ДАВИД Динанский (кон. 12 - нач. 13 в.) - франц. философ и есте­ствоиспытатель, создал вариант натуралистич. пантеизма. Д. Д. счи­тал, что бог есть субстанция всего сущего. Признание бога безлич­ным абсолютом, лежащим в осно­ве природных вещей, вело к от­казу от христ. идеи ничтожества человека, создавало почву для отрицания идеи загробного воз­даяния. Соч. Д. Д. уничтожались церковью.

ДАГОБА (сингал., доСл. - погре­бальное сооружение над останка­ми) - в Шри-Ланке и в Бирме то же, что ступа.

ДАДЗАЙ СЮНДАЙ (Дзюн, 1680-1747) - яп. философ, противник нсоконфуц. идеализма и будд, ми­стики. Под лозунгом возвращения к др. конфуцианству Д. С. высту­пал с критикой чжусианской мора­ли, являвшейся офиц. гос. идеоло­гией в период правления дома Токугава. Вместе с тем критиковал конфуцианство за то, что „оно признает господство духа над ма­терией , и отзергал учение о пер­вичности идеального начала. В це­лом философия Д. С. подготови­ла развитие материалистич. идей в Японии.

ДАЖБОГ - в др.-слав. мифологии бог Солнца, покровитель плодо­родия, природы, источник света и тепла. В рус. летописях Д. упо­минается как сын бога неба Сва-рога.

ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дунъюань, 1723-1777) - кит. философ-мате­риалист. Возглавлял одну из груп­пировок фнлос. течения „Хань Сюе , провозгласившего возврат к изучению конфуц. классиков в редакции периода Хань и направ­ленного против сунского неокон­фуцианства. Д. Ч. отвергал идеалистич. трактовку неоконфуциан­цами „Ли - закона как высш. начала, ниспосланного небом и предшествовавшего вещам. Мате­риальной основой мира являются частицы „Ци , а их движение и из­менения приводят к беспрерывно­му возникновению жизни.

ДАКОСТА (Акоста) Уриель (ок. 1585-1640) - голл. вольнодумец, гуманист, родом из Опорто (Пор­тугалия), получил католич. образо­вание. В 1614 бежал в Голландию, принял иудаизм. В 1616 в „Тези­сах против традиций обвинил иуд. клерикалов в искажении Торы, в 1623 был предан херему за антирелиг. трактат „О смертно­сти души человеческой . В тракта­те „Испытание фарисейских тради­ций в сравнении с писаным зако­ном мужественно защищал свои убеждения и право на свободо­мыслие. В 1640 Д. покончил жизнь самоубийством, оставив трагич. исповедь „Пример человеческой жизни , в к-рой отрицал религию откровения, божеств, происхожде­ние Библии и морали.

ДАЛАЙ-ЛАМА (монг.-тибет., букв. - море-лама, т. е. лама, ве­ликий, как море) - титул главы ламаист, духовенства, являвшего­ся до присоединения в 1951 Тибе­та к КНР также главой светской власти в Тибете. Титул установлен в 1391. Первым Д.-л. был Гэндун-дуб (1391-1474). 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо подчинил своей власти почти весь Тибет и превра­тил его в теократич. гос-во. По­следний - 14-й - Д.-л. Лозондант-зен-джамцо-нгванг (род. в 1935) в 1959 покинул Тибет и проживает в Индии. Д.-л. рассматривается в ламаизме как высш. лицо среди „перерожденцев (санскр. „маха-ратна , тибет. „римпоче , монг. „хутухта ), земное воплощение высоко почитаемого бодхисатвы Аволокитешвары, живой бог, - абсолют, авторитет для верующих. Смерть живого бога становится на­чалом его нового земного вопло­щения, поэтому специальная, наде­ленная высокими полномочиями, комиссия из высш. лам „отыски­вала среди младенцев, родивших­ся на протяжении года после смер­ти Д.-л., того, в ком воплотилась его божеств, сущность. Младенец помещался в монастырь, где полу­чал соответствующее воспитание. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. его функции выпол­нялись регентом.

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717-1783) - франц. ученый и фило­соф-просветитель. Работал вместе с Д. Дидро над созданием „Энцик­лопедии (вел разделы математи­ки и физики). Д. принадлежат вы­дающиеся открытия в математи­ке, физике и астрономии. Филос. взгляды Д. носят непоследователь­ный, противоречивый характер. В теории познания он стоял на по­зициях сенсуализма, склоняясь в то же время к скептицизму. Скептицизм распространял и на религию, считая, что невозмож­но достоверно утверждать ни о су­ществовании бога, ни о вечности или сотворенности материи. Д. не перешел на позиции атеизма, свя­зывая с религией существование неизменных нравств. принципов.

ДАМИАНИ Петр (1007-1072) - представитель ранней схоластики, возглавлял монастыр. школу в Ра­венне (Сев. Италия), епископ, за­тем кардинал католич. церкви. В вопросе о соотношении веры и разума   занимал   антирационалистич. позицию, сформулировал те­зис о философии как „служанке теологии. Отстаивал идею всемо­гущества бога и его ничем не огра­ниченной воли, недоступной человеч, сознанию. Являлся сторонни­ком теократич. программы подчи­нения светской власти государей духовной власти папы римск.

ДАНИЛОВЦЫ - см. Поморский толк.

ДАНЭМ Берроуз (р. 1905) - амер. философ-материалист. Д. рассмат­ривает философию как теорию ос­вобождения человечества. Исто­рию политич. мысли Д. трактует как борьбу ,,ересей против орто­докс, религ.-политич. доктрин. При этом Д. идеализирует об­раз Христа, полагая, что соц.-конформист. содержание внесено в эту религию апостолом Пав­лом.

ДАОСИЗМ - филос. учение в Ки­тае в 4—3 вв. до н. э., на основе к-рого во 2 в. н. э. складывается религия, получившая то же назва­ние. Принципы филос. Д. изложе­ны в книге „Дао дэ цзин , автор­ство к-рой приписывается полу­легендарному мыслителю древно­сти Лао-цзы. Гл. понятие в ней, „дао , объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, „матерью всех вещей . Это некий естеств. „путь , по к-рому должен следовать окру­жающий мир и все люди. В филос. Д. проявляются элементы матери­ализма и стихийной диалектики. В религ. Д. естеств. процессы получают мистич. истолкование, складывается божеств, пантеон, возглавляемый троицей - Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религ. орг-ция строится по иерархич. прин­ципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В нач. 5 в. оформ­ляется вероучение и ритуал Д., он становится гос. религией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоят, интерпретацией теологич. проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верую­щих. Среди последователей Д. были суровые аскеты, а наряду с ни­ми - люди, вовсе не считавшие отказ от жизнен, благ условием достижения высш. блаженства. Для религ. Д. характерно эклек-тич. сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеве­рий, др. мистич. представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравств. самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достиже­ния долголетия, включающую дие­ту, систему физич. упражнений и др. В то же время они занимаются изгнанием „злых духов , гадания­ми и т. п. Д. давно утратил былые позиции, уступив их др. религиям, получившим распространение в Ки­тае. Число его приверженцев срав­нительно невелико.

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809-1882) - англ. естествоиспытатель, основоположник науч. эволюц. уче­ния о развитии органического ми­ра путем естеств. отбора - дарви­низма. Родился в семье врача, С детства увлекался изучением жи­вой природы. Поступил на мед. ф-т Эдинбургского ун-та, но по на­стоянию отца перешел на богосл. ф-т Кембриджского ун-та. Окон­чив ун-т (1831), отправился как на­туралист в 5-летнее кругосветное путешествие на корабле „Бигль . Собранный фактич. материал по (оологии, геологии, палеонтоло­гии, этнографии, данные с.-х. прак­тики и науки привели Д. к выво­дам о естеств. развитии органиче­ского мира, о целесообразности строения организмов как резуль­тате действия естеств. отбора. Осн. положения своего учения, опровер­гавшие телеологию и креационизм, Д. изложил в кн. ,,Происхождение видов... (1859). Науч. работа привела Д. к отходу от религии. Д. стал на позиции стихийного ес­теств.-науч. материализма и ес­теств.-науч. атеизма. Совр. фиде­изм усиленно фальсифицирует ми­ровоззрение Д.

ДАРВИНИЗМ - материалистич. учение о развитии живой природы. Осн. положения изложены в труде Дарвина „Происхождение видов... Д. раскрыл материальные естеств. факторы развития органического мира - изменчивость, наследствен­ность и естеств. отбор, выступаю­щий гл. движущей силой эволюции и видообразования. Д. материали­стически объяснил целесообраз­ность строения и функций орга­низмов как результат естеств. от­бора, показал ее относительность. Т. о., развитие органического мира было объяснено на основе дейст­вия объективных законов приро­ды, без участия сверхъестеств. сил. В труде „Происхождение человека и половой отбор (1871) Дарвин дал материалистич. обоснование процесса выделения человека из животного мира, но не раскрыл его соц. факторы. Д. подорвал ос­новы религ. идеологии, внес ог­ромный вклад в развитие науч.-материалистич. мировоззрения. Д. утвердился в ожесточенной борьбе с антидарвинист, религ.-идеалистич. теориями. Продолжателями Д. бы­ли Геккель, Гексли, в России -  Тимирязев, Мичурин и др. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин дали вы­сокую оценку Д., к-рый явился одной из естеств.-науч. предпосы­лок диалектич. материализма. „Дарвин положил конец воззре­нию на виды животных и растений, как на ничем не связанные, слу­чайные, „богом созданные и неиз­меняемые, и впервые поставил би­ологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними (Ленин В. И. ПСС, т. 1, с. 139). Значит, вклад в обогащение Д. внесли сов. ученые А. Н. Север-цов, Н. И. Вавилов, С. С. Четвери­ков, И. И. Шмальгаузен и др. Раз­витие совр. биологии (генетики, биокибернетики) углубило Д., уве­личило его материалистич., миро-воззренч. и методологич. значение. На основе синтеза классич. Д. и генетики, особенно популяцион-ной, формируется совр. теория эволюции.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - в пра-восл. и католич. церкви особая шкатулка (ковчег), в к-рой хра­нятся кусочки „освященного хле­ба - т. н. св. дары для тех верую­щих, к-рые не смогли присут­ствовать на причащении.

ДАУМЕР Георг Фридрих (1800-1875) - нем. философ. В ранних трудах подвергает резкой критике христианство, выводя его из куль­та Молоха. После 1848 Д. пропа­гандирует собств. новую религию, в 1858 Д. переходит в католицизм и становится богословом. Д. кри­тиковали Маркс и Энгельс.

ДАЦАН - в тибет., монг. и кал-мыц. буддизме (ламаизме) назва­ние ф-та (отделения) монастыр. ун-та; в бурят, ламаизме Д. - наз­вание самого монастыря.

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ - сложившееся в 12-14 вв. учение о том, что философия и бо­гословие представляют самостоят, пути постижения истины и приоб­щения к богу. Сторонники этого учения Ибн Рушд, Сигер Брабантский, Дуне Скот, У. Оккам счита­ли, что философия приводит чело­века к истине через познание ок­ружающего мира разумом, тео­логия же формулирует истину, опираясь на веру в откровение. Философия не должна подчиняться теологии. Ибн Рушд, Сигер Бра-бантский утверждали, что вытека­ющие из философии Аристотеля выводы о несотворенности мира, о вечности бога и мира, о смертно­сти индивид, души человека и бес­смертии безличного родового человеч. разума являются более вы­сокими истинами, чем богосл. ут­верждения о сотворении мира и личном бессмертии. Оккам пола­гал, что философия вообще не должна заниматься познанием бо­га, т. к. она есть естеств. рациона-листич. знание, знание о мире, бог же иррационален и недоступен для нее, он постигается верой. Но и теология не должна препятство­вать философии исследовать свой объект. Прогрес. стороной Д. и. т. было то, что она способствовала развитию рационализма, обосно­вывала право философии и науки на выводы, противоречащие бо­госл. построениям. Д. и. т. сохра­няла прогрес. значение в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Мусульм. и христ. цер­ковники преследовали Д. и. т. Католич. церковь противопоставляла Д. и. т. учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры. В наст, вр. теологи используют положение Д. и. т. о независимости друг от друга богословия и филос. науч. познания для примирения религии и науки как якобы взаимодопол­няющих областей духовной жизни.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ -  наиболее значит, праздников правосл. церкви. К Д. п. относятся рождество Христово, крещение господне, сретение, благовещение, вход господень в Иерусалим, воз­несение, троица, преображение, рождество богородицы, воздвиже­ние креста, введение во храм бого­родицы, успение богородицы. Цер­ковь на всем протяжении своей истории использовала Д. п. для пропаганды своего вероучения, для идеологич. и эмоц.-психологич. воздействия на верующих.

ДЕ ВЕТТЕВильгельм Мартин Ле-берехт (1780-1849) - нем. про­тест, богослов и библеист. Дока­зал, что в основе Второзакония (см. Пятикнижие) лежит „Книга закона , о к-рой в Библии гово­рится, будто она была найдена в Иерусалим, храме первосвящен­ником Хелкией в царствование Иосии (4 Цар. 22:8 и ел.), и к-рая на самом деле была написана хра­мовыми жрецами по заданию Иосии в 621 до н. э., что послужи­ло отправным пунктом для дати­ровки остальных элементов Пяти­книжия и книги Иисуса Навина. Наиболее значит, работа - „Очер­ки к введению в Ветхий завет .

ДЕВАДАТТА — в будд, мифоло­гии родственник и один из первых учеников основателя буддизма Шакья-Муни, предавший заветы учителя. В отличие от умеренного пути Будды, настаивал на строгом аскетизме и суровой дисциплине в монашеском ордене. В легендах о Д. отразились противоречия « ожесточенная внутр. борьба в первонач. буддизме.

ДЕЗАМИ Теодор (1803-1850) - представитель франц. утопич. ком­мунизма. В философии разделял взгляды фр. материалистов 18 в., выступал убежденным противни­ком религии. Резко критиковал учение Кабе об осуществлении коммунизма мирн. путем и идеи „христ. социализма Ламенне.

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - филос.-религ. учение, по к-рому бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмеши­вающаяся в развитие природы и об-ва. Истоки Д. - в ср.-век. фило­софии. В период духовной дикта­туры церкви деистич. учения слу­жили формой выражения атеистич. идей независимости природы от божьей воли, активности челове­ка, неограниченной возможности познания им мира. Как филос. на­правление, отражающее интересы прогрес. буржуазии Нового време­ни, Д. оформляется в 17 в. Его родоначальником считается Чербери (Англия). Д. не был однород­ным в филос. плане течением; к нему примыкали материалисты, просветители (напр., Толанд, Локк, Вольтер, Руссо, Лессинг, Ра­дищев) и идеалисты (напр., Лейб­ниц). Деисты отвергали традиц. „положит. религию, противопо­ставляя ей „естеств. религию разу­ма . Они отрицали божеств, от­кровение, провидение, мн. религ. догматы и обряды, выступали про­тив религ. нетерпимости, за свобо­ду совести. Деисты стремились ос­вободить науку и философию от засилья церкви, разум - от веры. Для материалистов Д. есть „не бо­лее, как удобный и легкий способ отделаться от религии (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 144). Исторически-прогрес. роль Д. исчерпа­лась к кон. 18 в., когда Гольбах и Дидро с позиций метафизич. мате­риализма и атеизма подвергли его критике. С сер. 19 в. Д. использу­ют защитники религии в борьбе с атеизмом. В наст. вр. Д. являет­ся формой компромисса между религией и естествознанием.

ДЕИСУС (от греч. deesis - моле­ние) - икона, изображающая Иису­са Христа в архиерейском облаче­нии, богоматерь по правую и Иоан­на Предтечу по левую его сторону в молитв, позе. Иногда Д. называ­ется ряд икон, в к-ром помещен собственно Д., а иногда и весь мно­гоярусный иконостас.

ДЕКАБРИСТЫ - представители дворянск. революц движения, осу­ществившие 14 декабря 1825 во-оруж. выступление против самодерж.-крепостнич. строя в России. В. И. Ленин называл Д. „самыми выдающимися деятелями дворян­ского периода рус. освободит, движения (т. 25, с. 93). На форми­рование мировоззрения Д. ока­зали влияние бурж. революции в странах Зап. Европы, соч. А. Н. Ра­дищева и франц. просветителей 18 в. Будучи единодушными в стремлении уничтожить само-держ.-крепостнич. строй, Д. разли­чались по своим мировоззренч. взглядам. Нек-рые из них стояли на религ.-идеалистич. позициях, считали, что в революц. агитации среди солдат нужно использовать христ. идеи, большинство же Д. были сторонниками скептицизма, деизма и атеизма. Однако миро­воззренч. разногласия не препят­ствовали политич. объединению Д. Представители материалистич. ате­истич. крыла движения Д. - П. И. Борисов, И. Д. Якушкин, В. Ф. Ра­евский, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков, И. И. Горбачевский, И. И. Иванов, С. М. Семенов и др. орга­нически сочетали подготовку вос­стания с разработкой мировоз­зренч. проблем. Они подвергли критике осн. религ. представления о существовании бога и загробной жизни, показали, что вера в эти вымыслы способствует закабале­нию народа. Идеи материалистич. крыла Д., а также их открытое выступление против освящаемого церковью крепостнич. строя ока­зали огромное влияние на после­дующее развитие свободомыслия и атеизма в России.

ДЕКАРТ Рене (1596-1650) - франц. философ, математик, фи­зик и физиолог. Сделал ряд круп­ных естеств.-науч. открытий, вы­ступал против ср.-век. религ.-схо-ластич. представлений о природе. Философия Д. характеризовалась делением мира на 2 независимых друг от друга начала: „мыслящую и „протяженную субстанции. Че - ловек, по Д., есть созданное богом соединение бездушного телесного механизма и обладающей мышле­нием и волей души. Т. о., филосо­фия Д. содержала элементы как идеализма, так и материапизма. Прогрес. значение имело материа-листич. учение Д. о бесконечной телесной субстанции - его „физи­ка , в отличие от „метафизики , включавшей онтологич. доказа­тельство бытия божия и признание бессмертия души.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ - один из первых законодат. актов Сов. гос-ва, принятый 2(15) ноября 1917. Д. резко осу­дила политику натравливания од­ной нации на другие, проводившу­юся царизмом и бурж. Временным пр-вом в отношении народов Рос­сии, терпевших гнет и произвол помещиков и капиталистов. Д. за­ложила основы сов.нац. политики: равенство и суверенитет народов; право народов на самоопределение вплоть до отделения и образова­ния самостоят, гос-ва; отмена всех и всяких нац. и нац.-религ. приви­легий и ограничений; свободное развитие нац. меньшинств и этнич. групп, населяющих территорию России. Д. нанесла сильнейший удар по идеологии великодержав­ного шовинизма и бурж. национа­лизма, положила начало практич. претворению в жизнь ленинской программы по нац. вопросу.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - программный документ Великой франц. бурж. революции, принятый Учредит, со­бранием 26 авг. 1789. 1-я ст. Д. п. гласила: “Люди рождаются и оста­ются свободными и равными в пра­вах . 6-я ст. декларировала, что все граждане равны перед зако­ном. 7, 9, 10-я и 11-я статьи утверж­дали свободу личности, свободу совести, слова и печати. Д. п. стала знаменем борьбы против феод.-абсолютист. порядков не только во Франции, но и в др. странах. Крупная буржуазия вкладывала в демократич. лозунги Д. п. свое клас.-огранич. содержание.

ДЕКАЛОГ - см. Заповеди.

ДЕКРЕТАЛИИ (лат. decretum - оп­ределение, решение) - постанов­ления (с кон. 4 в.) пап римск. в виде посланий, составляющие гл. содержание Корпуса канонич. права - свода законов католич. церкви. С 5 в. появляются под­ложные Д., наиболее известны т. н. Лжеисидоровы Д., к-рые пап­ство использовало для укрепления своей власти, борьбы со светски­ми государями.

ДЕЛИЧ Фридрих (1850-1922) - нем. историк-ориенталист. Впер­вые в библеистике Д. провел науч.-историч. сопоставление Вет­хого завета с ассиро-вавилон. ми­фологией, доказав, что Библия часто заимствует вавилон. мифы и предания (в части., о всемирн. потопе). В своем гл. соч. „Библия и Вавилон Д. развивает т. н. пан-вавилонизм, преувеличивая влия­ние ассирийцев и вавилонян на последующую историю мир. куль­туры.

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ - ора­кул при храме Аполлона в Дельфах - одном из религ. центров Др. Греции. С вопросами к Д. о. обра­щались как частные лица, так и представители общин, городов и гос-в перед принятием ответствен­ных решений. Пророческие изре­чения от имени Аполлона давала жрица Пифия, затем они редакти­ровались и облекались в стихо­творную форму жрецами храма. Прорицания Д. о. сохранились в соч. Геродота и в др. источни­ках.

ДЕМБОВСКИЙ Эдвард (1822-1846) - польск. революц. демок­рат, философ и лит. критик, один из руководителей Краковского восстания (1846). Филос. взгляды Д. прошли сложную эволюцию от идеализма к материализму и атеизму. Д. пришел к выводу, что соц. условия определяют всю ду­ховную жизнь эпохи. По своим социологич. воззрениям Д. был представителем утопич. комму­низма. Сост. частью его учения яв­ляется критика религии как навя­занного народу „ярма фанатизма и суеверий .

ДЕМЕТРА - др.-греч. богиня пло­дородия, земледелия, брака и се­мейной жизни. В мифе о Д. и ее дочери Персефоне отражается бо­лее др. культ периодич. возрожде­ния и умирания растительного ми­ра. Культ Д. был распространен по всей территории средиземно­морской культуры.

ДЕМИУРГ (греч. - творец, созда­тель) - филос.-теологич. кате­гория, восходящая к Платону, у к-рого Д. - бог, создающий мир из извечно существующего хаоса, в отличие от христ. бога, творяще­го мир из ничего. У гностиков Д. - творец материального мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеали-стич. философии Д. - идеальное первоначало, творящее мир.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - понятие, выражающее осн. содержание теологич. концепций, призывающих интерпретировать библ. мифы в со­ответствии с представлениями совр. человека. Родоначальник „де­мифологизированной теологии Р. Бультман в очерке „Новый за­вет и мифология (1941) предло­жил разграничивать в Библии бо­жеств, содержание (керигму) и языковую форму выражения истин веры. Поскольку в наше время, писал Бультман, люди не верят в библ. мифы, то их следует рас­сматривать лишь как символич. образы, выражающие отношение человека к богу. Т. о., миф не отбрасывается, а получает экзис­тенциальную трактовку. Концеп­ции Д. стремятся избавить христ. теологию как от безнадежно уста­ревших положений ортодоксии, так и от протест, „либерализма .

ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 до н. э. - ум. в глубокой старости) - др.-греч. философ-материалист, гл. представитель античной атомисти­ки. По Д., бесконечный мир состо­ит из неделимых, а следовательно, невозникающих и неуничтожимых частиц (атомов), различающихся формой, порядком сочетаний и положением („поворотом ), и пу­стоты, в к-рой они движутся, со­единяясь в отд. тела, затем снова распадающиеся. В мире царит естеств. необходимость, причинно определяющая все явления. Детер­минизм Д. исключает как творе­ние мира богом, так и направляе­мое провидением течение событий в нем. Д. считал религию искус­ственным („по установлению ) установлением человека, основан­ным на непонимании грозных яв­лений природы, страхе перед смер­тью и загробными наказаниями за дурные поступки. Атеизм Д. кри­тиковался и извращался много­численными теологами и филосо­фами-идеалистами.

ДЕМОНОЛОГИЯ (греч. daimon - дух, божество и logos - слово, уче­ние) - религ. учение о демонах. Восходит к первобытн. вере в злых духов. Д. получила особое разви­тие в вавилон. и др.-иран. религи­ях, откуда проникла в иудаизм, христианство и ислам. Католицизм и православие до сих пор настаива­ют на реальном существовании де­монов, нек-рые протестанты склон­ны понимать их символически. Д. неотрывна от религ. морали, в к-рой дьявол - источник и носи­тель греха. Согласно Д., человек всегда и везде окружен демонами, угрожающими его душе, и изба­вить от них или нейтрализовать их злокозненное действие может толь­ко церковь своими молитвами, заклинаниями, реликвиями, иног­да специальными культовыми дей­ствиями по изгнании дьявола (экзорцизм). На Д. основанаизу­верская концепция ведс< ства, при­ведшая к позорному преследова­нию и уничтожению ведьм во вре­мена инквизиции. С Д. связана т. н. мед. магия - от языч. знахар­ства до совр. религ. суеверий, по к-рым причина физич. и психич болезней (одержимость, кликуше­ство) — действие демонов. Д. - необходимая часть соц. доктрины церкви, возводящей корни человеч, бедствий к сверхъестеств. са­танинскому источнику.

ДЕМОНЫ (греч. daimon - дух, бо­жество) — фантастич. существа, олицетворяющие злую, „нечистую силу, - черти, бесы, дьяволы, джинны,  ведьмы  и т. д. Иудео - христ. предание объявляет Д. пад­шими (вышедшими из повинове­ния богу) ангелами. С помощью веры в Д. религия пытается оправ­дать наличие в мире зла, допускае­мого всемогущим и всеблагим бо­гом (теодицея). Служа целям запу­гивания, вера в Д. является источ­ником самых диких суеверий.

“ДЕНАРИЙ СВ. ПЕТРА - название ежегодного поголовного налога, взимавшегося с католиков папой римск., к-рый считается преемни­ком апостола Петра. Введенный в 10 в., был сначала доброволь­ным даянием, но вскоре стал обязат. налогом. Д. с. П. население Польши, Англии, Дании платило с сер. 11 в., Швеции и Норвегии - с сер. 12 в., Пруссии - с нач. 14 в., взимался он и с католиков др. стран. Д. с. П. вызывал многочис­ленные протесты масс верующих. Был ликвидирован Реформацией в 16 в. Вновь введен (как добро­вольное даяние) после 1870.

ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denominatio - наделение специальным именем) - в общем смысле — груп­па лиц или предметов, объединен­ных одним названием. В религио­ведении термин „Д. чаще всего употребляется для обозначения религ, объединений, находящихся в стадии становления, организац. оформления, а иногда как сино­ним вероисповедания, конфессии.

ДЕПЕРЬЕ Бонавентюр (ок. 1500 - ок. 1544) - франц. писатель-гума­нист. В своих произведениях про­славлял радости земной жизни, выступая против католицизма и протестантизма. Разоблачал релит, чудеса, показывая, что они — источ­ник наживы для церковников; ут­верждал, что религия превращает верующих в ослов, таскающих тя­жести и безропотно сносящих уда­ры; высмеивал невежество и алч­ность священников и монахов. Одно из наиболее значит. произве­дений - „Кимвал мира (1537).

ДЕРВИШ (перс. - нищий, бед­няк) - мусульм. нищенствующий монах. Д. принадлежат к различ­ным суфийским орденам. Стран­ствуя, распространяют суеверие и фанатизм. Нередко отказываются от брака, ведут аскетич. образ жизни. В раннем средневековье различали 2 типа Д.: бродячие, отличавшиеся нередко распущен­ными нравами, нарушавшие об­ществ, порядок, и ученые - суфии. Среди последних встречались исто­рики, философы, поэты, к-рые критиковали соц. несправедли­вость, ханжество и невежество ду­ховных лиц. Офиц. духовенство обвиняло их в ереси.

„ДЕРЕВЕНСКИЙ БЕЗБОЖНИК - журнал, орган Центр, и Моск. обл. советов Союза воинств, безбожни­ков СССР. Выходил в Москве в 1928-1932. Среди материалов, публиковавшихся в журнале, боль­шое место занимали сообщения селькоров.

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (ок. 1740-1789) - рус. просвети­тель, основоположник историч. школы права в России. Призывал изучать происхождение обществ, институтов в связи с изменением условий хоз. деятельности людей. Исходя из этого принципа, дока­зывал, что религ. верования возн. в древности под влиянием страха, через наделение явлений природы человеч. свойствами. Взгляды Д. противоречили религ.-идеалистич. учению о богоустановленности об­ществ, порядков.

ДЕСНОЕ БРАТСТВО - см. Иль­инцы.

ДЕСЯТИНА - отчисление в пользу служителей культа, церкви деся­той части всех денежных и нату­ральных доходов верующих. Д. су­ществовала в др. времена у мн. на­родов. Упоминается в Библии, чем христ. духовенство и обосновыва­ло необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феод. Евро­пе и крепости. России до замены ее др. формами взимания средств на содержание храмов и духовен­ства. В наст. вр. является обяза­тельной у адвентистов, где состав­ляет осн. статью доходов церкви.

„ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - см. За­поведи.

ДЕСЯТИСЛОВИЕ - см. Заповеди.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо - определяю) - филос. концеп­ция, утверждающая объективное существование всеобщей законо­мерной взаимосвязи явлений и ее причинной обусловленности, ког­да одно явление (причина) порож­дает с необходимостью другое (следствие). Д. является сущест­венным элементом материалистич. понимания мира. Материалисты всегда противопоставляли его как индетерминизму, так и телеоло­гии. Концепция Д. развивалась на основе обобщения успехов практики и науч. познания. Успех в познании механич. причинности породил у ряда естествоиспыта­телей и философов 18-19 вв. стремление свести к ней всякую причинную связь. Однако это вело к искажению картины действитель­ности и открывало лазейки для протаскивания идеи бога в объяс­нение природы. Ограниченность механистич. детерминизма была преодолена в марксистской фило­софии. Марксистская концепция детерминизма признает существо­вание не сводимых к механич. форме мн. др. форм причинной связи, реализующихся при посред­стве не только необходимых, но и случайных факторов, существую­щих, как и необходимые, объек­тивно. Она требует учета кроме причинной также и др. типов свя­зей: коррелятивных, функциональ­ных, симметрии, ассоциаций. Это полностью исключает возмож­ность объяснения явлений приро­ды и об-ва действием сверхъес-теств. сил.

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ - меро­приятия, направленные против христ. религии и церкви в годы франц. бурж. революции. Особен­но остро Д. развернулась в 1793, когда начавшаяся еще в 1791 борь­ба с контрреволюц. католич. ду­ховенством переросла в борьбу с христ. и др. религиями как тако­выми. Были ограничены права ка­толич. церкви, служителям всех культов было запрещено отправ­лять их обязанности вне культо­вых зданий, принимались меры против религ. фанатизма и суеве­рий. Католич. культу, равно как и др. религ. культам, был проти­вопоставлен „культ Разума (см. Разума культ). Был введен новый, республиканский календарь, а так­же новые, безрелиг. праздники, в т. ч. и „Праздник Разума . Франц. революция была первой, к-рую буржуазия совершила не под ре­лиг., а под политич. лозунгами. Д. - воплощение в политич. прак­тике филос. идей франц. Просве­щения. Ф. Энгельс отмечал: „Во Франции между 1793 и 1798 гг. христианская религия действи­тельно исчезла до такой степени, что самому Наполеону не без со­противления и не без труда уда­лось ввести ее снова (т. 21, с. 292-293).

ДЕШАН Леже Мари (1716-1774) - франц. философ-материалист и ате­ист, построил систему, проникну­тую рационализмом и диалектич. идеями. Д. считал, что на смену феод.-абсолютист. порядкам долж­но прийти об-во нравственности, где все находится в общем владе­нии и где устанавливается социаль­ное равенство. Д. доказывал, что* те, в чьих руках богатство и власть, не могут обойтись без религии, но ее ненужность служит основой ее полного преодоления.

„ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - одна из книг Нового завета наряду с евангелиями, посланиями апо­столов, Откровением Иоанна Бо­гослова (Апокалипсисом). В пер­вых 12 главах „Д. а. рассказыва­ется о проповеди христианства апо­столом Петром среди иудеев. По­следующие 16 глав повествуют о проповеднич. деятельности апо­стола Павла среди язычников. Это позволяет предположить, что „Д. а. отражают определенный этап в истории христианства: его превращение из иудаист. секты в универсальную, рассчитанную на мн. народы религию. Церк. традиция приписывает авторство „Д. а. евангелисту Луке. Однако анализ содержания и формы „Д. а. и Евангелия от Луки показыва­ет, что они принадлежат разным авторам, отделенным друг от дру - га несколькими десятками лет. Нельзя считать цельным произве­дением, принадлежащим одному автору, и сами „Д. а. . Следует полагать, что „Д. а. написаны после Посланий, во вт. пол. 2 в. Ф. Энгельс писал, что „евангелия и Деяния апостолов представляют собой поздние переработки уте­рянных теперь сочинений, зыб­кую историческую основу кото­рых в настоящее время уже невоз­можно распознать под легендарны­ми наслоениями (т. 22, с. 491).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗ­НАЯ - проявление активности ре-лиг, индивидов, групп и общно­стей, институтов и орг-ций, дикту­емое религ. убеждениями и чув­ствами, релит, долгом, культовы­ми установлениями, религ. задача­ми, стоящими перед той или иной религ. орг-цией. Выделяется 2 осн. вида Д. р.: внекультовая и культо­вая. Внекультовая Д. р. осуще­ствляется в духовной и практич. сферах. В духовную сферу входят производство религ. идей, систе­матизация и интерпретация догма­тов, сочинение богосл. и религ.-фи-лос. произведений и пр. К практи­ческой относятся миссионерство, участие в работе соборов, препода­вание богосл. дисциплин, управленч. деятельность в системе религ. орг-ций и институтов, пропаганда религ. взглядов через печать, ра­дио, телевидение, религ. воспита­ние в семье и т. д. Культовая дея­тельность является важнейшим видом Д. р. (см. Культ религ.). Не следует, однако, считать рели­гиозной всякую деятельность ре­лиг. индивидов, групп, институтов и орг-ций. Они ведут экономич., политич., просветит, и др. деятель­ность, к-рая, хотя и может прини­мать религ. окраску, не является собственно религиозной.

ДЖАБАРИТЫ (от араб, „джабр - необходимость, принуждение) - в исламе сторонники учения, отри­цающего свободу действия челове­ка (в отличие от кадаритов).

ДЖАГГЕРНАУТ (искаж. санскр. Джаганнатх, букв. - владыка ми­ра) — одно из воплощений индуист. бога Вишну. Наиболее изве­стен по храму Джаганнатха, нахо­дящемуся в г. Пури в Индии (штат Орисса), и ежегодному празднику „вывоза колесницы . Во время празднества в июне - июле каждо­го года изображение бога Д. про­возится на огромной колеснице (высотой больше 13 х).

ДЖАДИДИЗМ (от араб, „усул-и-джадид - новый метод) - бурж. националистич. движение, зародив­шееся среди татарской буржуазии (80-е гг. 19 в.), а затем в 90-х гг. 19 в. получившее распространение в Ср. Азии. Название связано с тем, что первонач. приверженцы Д. вы­ступали за реформу образования путем европеизации мусульм. обу­чения, за устранение ряда феод, пережитков, препятствующих раз­витию капитализма, за приспособ­ление к нуждам развития капиталистич. об-ва. После Октябрьской революции они были среди органи­заторов выступлений против Сов. власти, активно участвовали в бас­маческом движении.

ДЖАЙНИЗМ (от имени собств. Джина) - одна из религий Индии, возн. в 6 в. до н. э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из к-рых - Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот, кто по­бедил карму и устранил препят­ствия с пути религ. спасения. Джай­ны поклоняются своим полумифич. пророкам как божествам. Центр, место в Д. занимает учение о вечной душе, к-рая может все­ляться последовательно в различ­ные материальные тела. Душа че­ловека ответственна за все совер­шенное им вследствие действия закона кармы, к-рый связывает тело с душой, приковывает чело­века к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наи­более праведную жизнь. От каждо­го требуется вера в истинность учения, основанные на нем совер­шенное знание и совершенная жизнь, т. е. неукоснительное со­блюдение   предписаний   религии.

Существуют 2 осн. направления Д.: дигамбары, полагающие, что др. тексты утрачены, отказываю­щиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, к-рые пытаются вос­становить утраченные тексты и ка­нонизировать их, проповедуют ме­нее строгий подход к жизни.

ДЖАТАКИ (санскр., букв. - о прежних рождениях) - в буд­дизме притчи, проповеди, сказки, басни, мифы, обращенные к мас­сам, предназначенные для настав­ления слушателей, носят ярко вы­раженную религ.-идеологич. на­правленность, преимущественно морально-этич. характера. Это эпи­зоды из жизни бодхисатв, расска­зы об их деятельности. Первонач. вариант был составлен к 5-2 вв. до н. э., к-рый в дальнейшем под­вергся лит. обработке и редакти­рованию. Одновременно распро­странялись Д., являющиеся моди­фикациями, подражаниями. Их сю­жеты можно встретить в лит-ре мн. вост. стран, а в 19-20 вв. - в твор­честве ряда европ. и амер. писате­лей. Д. отличаются традиц. ком­позицией с обязат. моральной сентенцией, показывающей пути к нравств. совершенствованию в духе идеологии буддизма.

ДЖАХИЗ, аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (ок. 767-868) - араб, писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной во­лю человека, считал материю веч­ной, постоянно меняющейся.

ДЖЕМС Уильям (1842-1910) - амер. философ-идеалист и психо­лог. Один из гл. представителей прагматизма. По Д., „гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно . Традиц. те­изм с его дуализмом творца и творения Д. считает бесплодным. Каждый индивид обладает своим опытом общения с высш. силами, сам ищет пути к спасению. Д. од­ним из первых обратил внимание на необходимость изучения психо­логии веры. В подсознательном „я усматривал посредника между эмпирич. сознанием и сферой потустороннего. Подчеркивая прак­тич. ценность т. наз. религ. опыта человека, пытался примирить нау­ку и религию. Гл. соч.: „Зависи­мость веры от воли (1896), „Мно­гообразие религиозного опыта (1902), „Прагматизм (1907).

ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743-1826) - амер. философ-просвети­тель, госуд. и общественно-политич. деятель, автор проекта Декла­рации независимости США. В пери­од войны америк. народа за неза­висимость вел борьбу за отделение церкви от государства и свободу каждого исповедовать любую ре­лигию, выступал также в защиту свободы науч. исследований, раз­вития естествознания, культуры; в сочинениях и письмах пропаган­дировал идеи англ. и франц. мате­риалистов, критиковал с рационалистич. позиций Библию, находил­ся под влиянием деизма.

ДЖИНН - злой или добрый дух др.-араб. мифологии, представле­ния о к-ром сохраняются и в ис­ламе.

ДЖИХАД (араб.) - усердие, рве­ние в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Пер­вонач. под Д. подразумевалась война за веру (газават), предпи­санная Кораном. Отличившийся в Д. называется гази, погибший - шахидом - мучеником. По му­сульм. представлениям, последне­му в час кончины уготовано место в раю. Первонач. призывы к Д. служили политич. и религ. объеди­нению араб, племен. В Халифате, позднее в Османском султанате и др. мусульм. феод, гос-вах Д. использовался в интересах агрес­сии и для подавления народных восстаний. Под лозунгами Д. пос­ле Октябрьской революции высту­пали против Сов. власти контрре­волюционеры в Дагестане, Чечне, Средней Азии. Уже начиная с 9-10 вв. появляется представление о духовном Д., т. е. самоусовер­шенствовании на пути к Аллаху, а также понятие о четырех типах Д. - Д. меча, Д. сердца, Д. язы­ка и Д. руки. Иногда Д. становился выражением    народной    борьбы против колонизаторов (напр., в 19 в. в Судане, в 20 в. в Ливии, Ираке, Иране, Омане). В совр. условиях часть религ. деятелей истолковывает Д. как борьбу за прогресс народов стран распространения ислама.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Церковь и революция

News image

Февральская революция не только упразднила монархию, но и впервые в многовековой истории России провозгласила ее св...

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Словарь Атеиста:

ЭБИ - ЭШМ

ЭА - см. Энки. ЭБИОНИТЫ - одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. „эвионим — ни...

Авторизация



Движение атеизма:

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...