ДАВ - ДЖИ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ДАВИД (кон. 11 в. до н. э. - ок. 950 до н. э.) - царь Изр.-Иуд. гос-ва. Прославляется церковью как кроткий праведник, хотя из библ. описания его жизни видно, что это был вероломный и жестокий деспот. Д. создал централизован, державу со столицей в Иерусалиме. С целью возвысить значение Иерусалима он перенес туда ковчег завета и учредил богослужение при нем. Религ. традиция приписывает Д. авторство псалмов. С развитием в иудаизме веры в приход мессии Д. стал почитаться и как предок мессии. В христианстве Христу приписывается происхождение от Д.
ДАВИД Динанский (кон. 12 - нач. 13 в.) - франц. философ и естествоиспытатель, создал вариант натуралистич. пантеизма. Д. Д. считал, что бог есть субстанция всего сущего. Признание бога безличным абсолютом, лежащим в основе природных вещей, вело к отказу от христ. идеи ничтожества человека, создавало почву для отрицания идеи загробного воздаяния. Соч. Д. Д. уничтожались церковью.
ДАГОБА (сингал., доСл. - погребальное сооружение над останками) - в Шри-Ланке и в Бирме то же, что ступа.
ДАДЗАЙ СЮНДАЙ (Дзюн, 1680-1747) - яп. философ, противник нсоконфуц. идеализма и будд, мистики. Под лозунгом возвращения к др. конфуцианству Д. С. выступал с критикой чжусианской морали, являвшейся офиц. гос. идеологией в период правления дома Токугава. Вместе с тем критиковал конфуцианство за то, что „оно признает господство духа над материей , и отзергал учение о первичности идеального начала. В целом философия Д. С. подготовила развитие материалистич. идей в Японии.
ДАЖБОГ - в др.-слав. мифологии бог Солнца, покровитель плодородия, природы, источник света и тепла. В рус. летописях Д. упоминается как сын бога неба Сва-рога.
ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дунъюань, 1723-1777) - кит. философ-материалист. Возглавлял одну из группировок фнлос. течения „Хань Сюе , провозгласившего возврат к изучению конфуц. классиков в редакции периода Хань и направленного против сунского неоконфуцианства. Д. Ч. отвергал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами „Ли - закона как высш. начала, ниспосланного небом и предшествовавшего вещам. Материальной основой мира являются частицы „Ци , а их движение и изменения приводят к беспрерывному возникновению жизни.
ДАКОСТА (Акоста) Уриель (ок. 1585-1640) - голл. вольнодумец, гуманист, родом из Опорто (Португалия), получил католич. образование. В 1614 бежал в Голландию, принял иудаизм. В 1616 в „Тезисах против традиций обвинил иуд. клерикалов в искажении Торы, в 1623 был предан херему за антирелиг. трактат „О смертности души человеческой . В трактате „Испытание фарисейских традиций в сравнении с писаным законом мужественно защищал свои убеждения и право на свободомыслие. В 1640 Д. покончил жизнь самоубийством, оставив трагич. исповедь „Пример человеческой жизни , в к-рой отрицал религию откровения, божеств, происхождение Библии и морали.
ДАЛАЙ-ЛАМА (монг.-тибет., букв. - море-лама, т. е. лама, великий, как море) - титул главы ламаист, духовенства, являвшегося до присоединения в 1951 Тибета к КНР также главой светской власти в Тибете. Титул установлен в 1391. Первым Д.-л. был Гэндун-дуб (1391-1474). 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо подчинил своей власти почти весь Тибет и превратил его в теократич. гос-во. Последний - 14-й - Д.-л. Лозондант-зен-джамцо-нгванг (род. в 1935) в 1959 покинул Тибет и проживает в Индии. Д.-л. рассматривается в ламаизме как высш. лицо среди „перерожденцев (санскр. „маха-ратна , тибет. „римпоче , монг. „хутухта ), земное воплощение высоко почитаемого бодхисатвы Аволокитешвары, живой бог, - абсолют, авторитет для верующих. Смерть живого бога становится началом его нового земного воплощения, поэтому специальная, наделенная высокими полномочиями, комиссия из высш. лам „отыскивала среди младенцев, родившихся на протяжении года после смерти Д.-л., того, в ком воплотилась его божеств, сущность. Младенец помещался в монастырь, где получал соответствующее воспитание. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. его функции выполнялись регентом.
ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717-1783) - франц. ученый и философ-просветитель. Работал вместе с Д. Дидро над созданием „Энциклопедии (вел разделы математики и физики). Д. принадлежат выдающиеся открытия в математике, физике и астрономии. Филос. взгляды Д. носят непоследовательный, противоречивый характер. В теории познания он стоял на позициях сенсуализма, склоняясь в то же время к скептицизму. Скептицизм распространял и на религию, считая, что невозможно достоверно утверждать ни о существовании бога, ни о вечности или сотворенности материи. Д. не перешел на позиции атеизма, связывая с религией существование неизменных нравств. принципов.
ДАМИАНИ Петр (1007-1072) - представитель ранней схоластики, возглавлял монастыр. школу в Равенне (Сев. Италия), епископ, затем кардинал католич. церкви. В вопросе о соотношении веры и разума занимал антирационалистич. позицию, сформулировал тезис о философии как „служанке теологии. Отстаивал идею всемогущества бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной человеч, сознанию. Являлся сторонником теократич. программы подчинения светской власти государей духовной власти папы римск.
ДАНИЛОВЦЫ - см. Поморский толк.
ДАНЭМ Берроуз (р. 1905) - амер. философ-материалист. Д. рассматривает философию как теорию освобождения человечества. Историю политич. мысли Д. трактует как борьбу ,,ересей против ортодокс, религ.-политич. доктрин. При этом Д. идеализирует образ Христа, полагая, что соц.-конформист. содержание внесено в эту религию апостолом Павлом.
ДАОСИЗМ - филос. учение в Китае в 4—3 вв. до н. э., на основе к-рого во 2 в. н. э. складывается религия, получившая то же название. Принципы филос. Д. изложены в книге „Дао дэ цзин , авторство к-рой приписывается полулегендарному мыслителю древности Лао-цзы. Гл. понятие в ней, „дао , объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, „матерью всех вещей . Это некий естеств. „путь , по к-рому должен следовать окружающий мир и все люди. В филос. Д. проявляются элементы материализма и стихийной диалектики. В религ. Д. естеств. процессы получают мистич. истолкование, складывается божеств, пантеон, возглавляемый троицей - Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религ. орг-ция строится по иерархич. принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В нач. 5 в. оформляется вероучение и ритуал Д., он становится гос. религией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоят, интерпретацией теологич. проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Среди последователей Д. были суровые аскеты, а наряду с ними - люди, вовсе не считавшие отказ от жизнен, благ условием достижения высш. блаженства. Для религ. Д. характерно эклек-тич. сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, др. мистич. представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравств. самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, включающую диету, систему физич. упражнений и др. В то же время они занимаются изгнанием „злых духов , гаданиями и т. п. Д. давно утратил былые позиции, уступив их др. религиям, получившим распространение в Китае. Число его приверженцев сравнительно невелико.
ДАРВИН Чарлз Роберт (1809-1882) - англ. естествоиспытатель, основоположник науч. эволюц. учения о развитии органического мира путем естеств. отбора - дарвинизма. Родился в семье врача, С детства увлекался изучением живой природы. Поступил на мед. ф-т Эдинбургского ун-та, но по настоянию отца перешел на богосл. ф-т Кембриджского ун-та. Окончив ун-т (1831), отправился как натуралист в 5-летнее кругосветное путешествие на корабле „Бигль . Собранный фактич. материал по (оологии, геологии, палеонтологии, этнографии, данные с.-х. практики и науки привели Д. к выводам о естеств. развитии органического мира, о целесообразности строения организмов как результате действия естеств. отбора. Осн. положения своего учения, опровергавшие телеологию и креационизм, Д. изложил в кн. ,,Происхождение видов... (1859). Науч. работа привела Д. к отходу от религии. Д. стал на позиции стихийного естеств.-науч. материализма и естеств.-науч. атеизма. Совр. фидеизм усиленно фальсифицирует мировоззрение Д.
ДАРВИНИЗМ - материалистич. учение о развитии живой природы. Осн. положения изложены в труде Дарвина „Происхождение видов... Д. раскрыл материальные естеств. факторы развития органического мира - изменчивость, наследственность и естеств. отбор, выступающий гл. движущей силой эволюции и видообразования. Д. материалистически объяснил целесообразность строения и функций организмов как результат естеств. отбора, показал ее относительность. Т. о., развитие органического мира было объяснено на основе действия объективных законов природы, без участия сверхъестеств. сил. В труде „Происхождение человека и половой отбор (1871) Дарвин дал материалистич. обоснование процесса выделения человека из животного мира, но не раскрыл его соц. факторы. Д. подорвал основы религ. идеологии, внес огромный вклад в развитие науч.-материалистич. мировоззрения. Д. утвердился в ожесточенной борьбе с антидарвинист, религ.-идеалистич. теориями. Продолжателями Д. были Геккель, Гексли, в России - Тимирязев, Мичурин и др. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин дали высокую оценку Д., к-рый явился одной из естеств.-науч. предпосылок диалектич. материализма. „Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, „богом созданные и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними (Ленин В. И. ПСС, т. 1, с. 139). Значит, вклад в обогащение Д. внесли сов. ученые А. Н. Север-цов, Н. И. Вавилов, С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен и др. Развитие совр. биологии (генетики, биокибернетики) углубило Д., увеличило его материалистич., миро-воззренч. и методологич. значение. На основе синтеза классич. Д. и генетики, особенно популяцион-ной, формируется совр. теория эволюции.
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - в пра-восл. и католич. церкви особая шкатулка (ковчег), в к-рой хранятся кусочки „освященного хлеба - т. н. св. дары для тех верующих, к-рые не смогли присутствовать на причащении.
ДАУМЕР Георг Фридрих (1800-1875) - нем. философ. В ранних трудах подвергает резкой критике христианство, выводя его из культа Молоха. После 1848 Д. пропагандирует собств. новую религию, в 1858 Д. переходит в католицизм и становится богословом. Д. критиковали Маркс и Энгельс.
ДАЦАН - в тибет., монг. и кал-мыц. буддизме (ламаизме) название ф-та (отделения) монастыр. ун-та; в бурят, ламаизме Д. - название самого монастыря.
ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ - сложившееся в 12-14 вв. учение о том, что философия и богословие представляют самостоят, пути постижения истины и приобщения к богу. Сторонники этого учения Ибн Рушд, Сигер Брабантский, Дуне Скот, У. Оккам считали, что философия приводит человека к истине через познание окружающего мира разумом, теология же формулирует истину, опираясь на веру в откровение. Философия не должна подчиняться теологии. Ибн Рушд, Сигер Бра-бантский утверждали, что вытекающие из философии Аристотеля выводы о несотворенности мира, о вечности бога и мира, о смертности индивид, души человека и бессмертии безличного родового человеч. разума являются более высокими истинами, чем богосл. утверждения о сотворении мира и личном бессмертии. Оккам полагал, что философия вообще не должна заниматься познанием бога, т. к. она есть естеств. рациона-листич. знание, знание о мире, бог же иррационален и недоступен для нее, он постигается верой. Но и теология не должна препятствовать философии исследовать свой объект. Прогрес. стороной Д. и. т. было то, что она способствовала развитию рационализма, обосновывала право философии и науки на выводы, противоречащие богосл. построениям. Д. и. т. сохраняла прогрес. значение в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Мусульм. и христ. церковники преследовали Д. и. т. Католич. церковь противопоставляла Д. и. т. учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры. В наст, вр. теологи используют положение Д. и. т. о независимости друг от друга богословия и филос. науч. познания для примирения религии и науки как якобы взаимодополняющих областей духовной жизни.
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - наиболее значит, праздников правосл. церкви. К Д. п. относятся рождество Христово, крещение господне, сретение, благовещение, вход господень в Иерусалим, вознесение, троица, преображение, рождество богородицы, воздвижение креста, введение во храм богородицы, успение богородицы. Церковь на всем протяжении своей истории использовала Д. п. для пропаганды своего вероучения, для идеологич. и эмоц.-психологич. воздействия на верующих.
ДЕ ВЕТТЕВильгельм Мартин Ле-берехт (1780-1849) - нем. протест, богослов и библеист. Доказал, что в основе Второзакония (см. Пятикнижие) лежит „Книга закона , о к-рой в Библии говорится, будто она была найдена в Иерусалим, храме первосвященником Хелкией в царствование Иосии (4 Цар. 22:8 и ел.), и к-рая на самом деле была написана храмовыми жрецами по заданию Иосии в 621 до н. э., что послужило отправным пунктом для датировки остальных элементов Пятикнижия и книги Иисуса Навина. Наиболее значит, работа - „Очерки к введению в Ветхий завет .
ДЕВАДАТТА — в будд, мифологии родственник и один из первых учеников основателя буддизма Шакья-Муни, предавший заветы учителя. В отличие от умеренного пути Будды, настаивал на строгом аскетизме и суровой дисциплине в монашеском ордене. В легендах о Д. отразились противоречия « ожесточенная внутр. борьба в первонач. буддизме.
ДЕЗАМИ Теодор (1803-1850) - представитель франц. утопич. коммунизма. В философии разделял взгляды фр. материалистов 18 в., выступал убежденным противником религии. Резко критиковал учение Кабе об осуществлении коммунизма мирн. путем и идеи „христ. социализма Ламенне.
ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - филос.-религ. учение, по к-рому бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и об-ва. Истоки Д. - в ср.-век. философии. В период духовной диктатуры церкви деистич. учения служили формой выражения атеистич. идей независимости природы от божьей воли, активности человека, неограниченной возможности познания им мира. Как филос. направление, отражающее интересы прогрес. буржуазии Нового времени, Д. оформляется в 17 в. Его родоначальником считается Чербери (Англия). Д. не был однородным в филос. плане течением; к нему примыкали материалисты, просветители (напр., Толанд, Локк, Вольтер, Руссо, Лессинг, Радищев) и идеалисты (напр., Лейбниц). Деисты отвергали традиц. „положит. религию, противопоставляя ей „естеств. религию разума . Они отрицали божеств, откровение, провидение, мн. религ. догматы и обряды, выступали против религ. нетерпимости, за свободу совести. Деисты стремились освободить науку и философию от засилья церкви, разум - от веры. Для материалистов Д. есть „не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 144). Исторически-прогрес. роль Д. исчерпалась к кон. 18 в., когда Гольбах и Дидро с позиций метафизич. материализма и атеизма подвергли его критике. С сер. 19 в. Д. используют защитники религии в борьбе с атеизмом. В наст. вр. Д. является формой компромисса между религией и естествознанием.
ДЕИСУС (от греч. deesis - моление) - икона, изображающая Иисуса Христа в архиерейском облачении, богоматерь по правую и Иоанна Предтечу по левую его сторону в молитв, позе. Иногда Д. называется ряд икон, в к-ром помещен собственно Д., а иногда и весь многоярусный иконостас.
ДЕКАБРИСТЫ - представители дворянск. революц движения, осуществившие 14 декабря 1825 во-оруж. выступление против самодерж.-крепостнич. строя в России. В. И. Ленин называл Д. „самыми выдающимися деятелями дворянского периода рус. освободит, движения (т. 25, с. 93). На формирование мировоззрения Д. оказали влияние бурж. революции в странах Зап. Европы, соч. А. Н. Радищева и франц. просветителей 18 в. Будучи единодушными в стремлении уничтожить само-держ.-крепостнич. строй, Д. различались по своим мировоззренч. взглядам. Нек-рые из них стояли на религ.-идеалистич. позициях, считали, что в революц. агитации среди солдат нужно использовать христ. идеи, большинство же Д. были сторонниками скептицизма, деизма и атеизма. Однако мировоззренч. разногласия не препятствовали политич. объединению Д. Представители материалистич. атеистич. крыла движения Д. - П. И. Борисов, И. Д. Якушкин, В. Ф. Раевский, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков, И. И. Горбачевский, И. И. Иванов, С. М. Семенов и др. органически сочетали подготовку восстания с разработкой мировоззренч. проблем. Они подвергли критике осн. религ. представления о существовании бога и загробной жизни, показали, что вера в эти вымыслы способствует закабалению народа. Идеи материалистич. крыла Д., а также их открытое выступление против освящаемого церковью крепостнич. строя оказали огромное влияние на последующее развитие свободомыслия и атеизма в России.
ДЕКАРТ Рене (1596-1650) - франц. философ, математик, физик и физиолог. Сделал ряд крупных естеств.-науч. открытий, выступал против ср.-век. религ.-схо-ластич. представлений о природе. Философия Д. характеризовалась делением мира на 2 независимых друг от друга начала: „мыслящую и „протяженную субстанции. Че - ловек, по Д., есть созданное богом соединение бездушного телесного механизма и обладающей мышлением и волей души. Т. о., философия Д. содержала элементы как идеализма, так и материапизма. Прогрес. значение имело материа-листич. учение Д. о бесконечной телесной субстанции - его „физика , в отличие от „метафизики , включавшей онтологич. доказательство бытия божия и признание бессмертия души.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ - один из первых законодат. актов Сов. гос-ва, принятый 2(15) ноября 1917. Д. резко осудила политику натравливания одной нации на другие, проводившуюся царизмом и бурж. Временным пр-вом в отношении народов России, терпевших гнет и произвол помещиков и капиталистов. Д. заложила основы сов.нац. политики: равенство и суверенитет народов; право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоят, гос-ва; отмена всех и всяких нац. и нац.-религ. привилегий и ограничений; свободное развитие нац. меньшинств и этнич. групп, населяющих территорию России. Д. нанесла сильнейший удар по идеологии великодержавного шовинизма и бурж. национализма, положила начало практич. претворению в жизнь ленинской программы по нац. вопросу.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - программный документ Великой франц. бурж. революции, принятый Учредит, собранием 26 авг. 1789. 1-я ст. Д. п. гласила: “Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах . 6-я ст. декларировала, что все граждане равны перед законом. 7, 9, 10-я и 11-я статьи утверждали свободу личности, свободу совести, слова и печати. Д. п. стала знаменем борьбы против феод.-абсолютист. порядков не только во Франции, но и в др. странах. Крупная буржуазия вкладывала в демократич. лозунги Д. п. свое клас.-огранич. содержание.
ДЕКАЛОГ - см. Заповеди.
ДЕКРЕТАЛИИ (лат. decretum - определение, решение) - постановления (с кон. 4 в.) пап римск. в виде посланий, составляющие гл. содержание Корпуса канонич. права - свода законов католич. церкви. С 5 в. появляются подложные Д., наиболее известны т. н. Лжеисидоровы Д., к-рые папство использовало для укрепления своей власти, борьбы со светскими государями.
ДЕЛИЧ Фридрих (1850-1922) - нем. историк-ориенталист. Впервые в библеистике Д. провел науч.-историч. сопоставление Ветхого завета с ассиро-вавилон. мифологией, доказав, что Библия часто заимствует вавилон. мифы и предания (в части., о всемирн. потопе). В своем гл. соч. „Библия и Вавилон Д. развивает т. н. пан-вавилонизм, преувеличивая влияние ассирийцев и вавилонян на последующую историю мир. культуры.
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ - оракул при храме Аполлона в Дельфах - одном из религ. центров Др. Греции. С вопросами к Д. о. обращались как частные лица, так и представители общин, городов и гос-в перед принятием ответственных решений. Пророческие изречения от имени Аполлона давала жрица Пифия, затем они редактировались и облекались в стихотворную форму жрецами храма. Прорицания Д. о. сохранились в соч. Геродота и в др. источниках.
ДЕМБОВСКИЙ Эдвард (1822-1846) - польск. революц. демократ, философ и лит. критик, один из руководителей Краковского восстания (1846). Филос. взгляды Д. прошли сложную эволюцию от идеализма к материализму и атеизму. Д. пришел к выводу, что соц. условия определяют всю духовную жизнь эпохи. По своим социологич. воззрениям Д. был представителем утопич. коммунизма. Сост. частью его учения является критика религии как навязанного народу „ярма фанатизма и суеверий .
ДЕМЕТРА - др.-греч. богиня плодородия, земледелия, брака и семейной жизни. В мифе о Д. и ее дочери Персефоне отражается более др. культ периодич. возрождения и умирания растительного мира. Культ Д. был распространен по всей территории средиземноморской культуры.
ДЕМИУРГ (греч. - творец, создатель) - филос.-теологич. категория, восходящая к Платону, у к-рого Д. - бог, создающий мир из извечно существующего хаоса, в отличие от христ. бога, творящего мир из ничего. У гностиков Д. - творец материального мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеали-стич. философии Д. - идеальное первоначало, творящее мир.
ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - понятие, выражающее осн. содержание теологич. концепций, призывающих интерпретировать библ. мифы в соответствии с представлениями совр. человека. Родоначальник „демифологизированной теологии Р. Бультман в очерке „Новый завет и мифология (1941) предложил разграничивать в Библии божеств, содержание (керигму) и языковую форму выражения истин веры. Поскольку в наше время, писал Бультман, люди не верят в библ. мифы, то их следует рассматривать лишь как символич. образы, выражающие отношение человека к богу. Т. о., миф не отбрасывается, а получает экзистенциальную трактовку. Концепции Д. стремятся избавить христ. теологию как от безнадежно устаревших положений ортодоксии, так и от протест, „либерализма .
ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 до н. э. - ум. в глубокой старости) - др.-греч. философ-материалист, гл. представитель античной атомистики. По Д., бесконечный мир состоит из неделимых, а следовательно, невозникающих и неуничтожимых частиц (атомов), различающихся формой, порядком сочетаний и положением („поворотом ), и пустоты, в к-рой они движутся, соединяясь в отд. тела, затем снова распадающиеся. В мире царит естеств. необходимость, причинно определяющая все явления. Детерминизм Д. исключает как творение мира богом, так и направляемое провидением течение событий в нем. Д. считал религию искусственным („по установлению ) установлением человека, основанным на непонимании грозных явлений природы, страхе перед смертью и загробными наказаниями за дурные поступки. Атеизм Д. критиковался и извращался многочисленными теологами и философами-идеалистами.
ДЕМОНОЛОГИЯ (греч. daimon - дух, божество и logos - слово, учение) - религ. учение о демонах. Восходит к первобытн. вере в злых духов. Д. получила особое развитие в вавилон. и др.-иран. религиях, откуда проникла в иудаизм, христианство и ислам. Католицизм и православие до сих пор настаивают на реальном существовании демонов, нек-рые протестанты склонны понимать их символически. Д. неотрывна от религ. морали, в к-рой дьявол - источник и носитель греха. Согласно Д., человек всегда и везде окружен демонами, угрожающими его душе, и избавить от них или нейтрализовать их злокозненное действие может только церковь своими молитвами, заклинаниями, реликвиями, иногда специальными культовыми действиями по изгнании дьявола (экзорцизм). На Д. основанаизуверская концепция ведс< ства, приведшая к позорному преследованию и уничтожению ведьм во времена инквизиции. С Д. связана т. н. мед. магия - от языч. знахарства до совр. религ. суеверий, по к-рым причина физич. и психич болезней (одержимость, кликушество) — действие демонов. Д. - необходимая часть соц. доктрины церкви, возводящей корни человеч, бедствий к сверхъестеств. сатанинскому источнику.
ДЕМОНЫ (греч. daimon - дух, божество) — фантастич. существа, олицетворяющие злую, „нечистую силу, - черти, бесы, дьяволы, джинны, ведьмы и т. д. Иудео - христ. предание объявляет Д. падшими (вышедшими из повиновения богу) ангелами. С помощью веры в Д. религия пытается оправдать наличие в мире зла, допускаемого всемогущим и всеблагим богом (теодицея). Служа целям запугивания, вера в Д. является источником самых диких суеверий.
“ДЕНАРИЙ СВ. ПЕТРА - название ежегодного поголовного налога, взимавшегося с католиков папой римск., к-рый считается преемником апостола Петра. Введенный в 10 в., был сначала добровольным даянием, но вскоре стал обязат. налогом. Д. с. П. население Польши, Англии, Дании платило с сер. 11 в., Швеции и Норвегии - с сер. 12 в., Пруссии - с нач. 14 в., взимался он и с католиков др. стран. Д. с. П. вызывал многочисленные протесты масс верующих. Был ликвидирован Реформацией в 16 в. Вновь введен (как добровольное даяние) после 1870.
ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denominatio - наделение специальным именем) - в общем смысле — группа лиц или предметов, объединенных одним названием. В религиоведении термин „Д. чаще всего употребляется для обозначения религ, объединений, находящихся в стадии становления, организац. оформления, а иногда как синоним вероисповедания, конфессии.
ДЕПЕРЬЕ Бонавентюр (ок. 1500 - ок. 1544) - франц. писатель-гуманист. В своих произведениях прославлял радости земной жизни, выступая против католицизма и протестантизма. Разоблачал релит, чудеса, показывая, что они — источник наживы для церковников; утверждал, что религия превращает верующих в ослов, таскающих тяжести и безропотно сносящих удары; высмеивал невежество и алчность священников и монахов. Одно из наиболее значит. произведений - „Кимвал мира (1537).
ДЕРВИШ (перс. - нищий, бедняк) - мусульм. нищенствующий монах. Д. принадлежат к различным суфийским орденам. Странствуя, распространяют суеверие и фанатизм. Нередко отказываются от брака, ведут аскетич. образ жизни. В раннем средневековье различали 2 типа Д.: бродячие, отличавшиеся нередко распущенными нравами, нарушавшие обществ, порядок, и ученые - суфии. Среди последних встречались историки, философы, поэты, к-рые критиковали соц. несправедливость, ханжество и невежество духовных лиц. Офиц. духовенство обвиняло их в ереси.
„ДЕРЕВЕНСКИЙ БЕЗБОЖНИК - журнал, орган Центр, и Моск. обл. советов Союза воинств, безбожников СССР. Выходил в Москве в 1928-1932. Среди материалов, публиковавшихся в журнале, большое место занимали сообщения селькоров.
ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (ок. 1740-1789) - рус. просветитель, основоположник историч. школы права в России. Призывал изучать происхождение обществ, институтов в связи с изменением условий хоз. деятельности людей. Исходя из этого принципа, доказывал, что религ. верования возн. в древности под влиянием страха, через наделение явлений природы человеч. свойствами. Взгляды Д. противоречили религ.-идеалистич. учению о богоустановленности обществ, порядков.
ДЕСНОЕ БРАТСТВО - см. Ильинцы.
ДЕСЯТИНА - отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих. Д. существовала в др. времена у мн. народов. Упоминается в Библии, чем христ. духовенство и обосновывало необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феод. Европе и крепости. России до замены ее др. формами взимания средств на содержание храмов и духовенства. В наст. вр. является обязательной у адвентистов, где составляет осн. статью доходов церкви.
„ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - см. Заповеди.
ДЕСЯТИСЛОВИЕ - см. Заповеди.
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо - определяю) - филос. концепция, утверждающая объективное существование всеобщей закономерной взаимосвязи явлений и ее причинной обусловленности, когда одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие). Д. является существенным элементом материалистич. понимания мира. Материалисты всегда противопоставляли его как индетерминизму, так и телеологии. Концепция Д. развивалась на основе обобщения успехов практики и науч. познания. Успех в познании механич. причинности породил у ряда естествоиспытателей и философов 18-19 вв. стремление свести к ней всякую причинную связь. Однако это вело к искажению картины действительности и открывало лазейки для протаскивания идеи бога в объяснение природы. Ограниченность механистич. детерминизма была преодолена в марксистской философии. Марксистская концепция детерминизма признает существование не сводимых к механич. форме мн. др. форм причинной связи, реализующихся при посредстве не только необходимых, но и случайных факторов, существующих, как и необходимые, объективно. Она требует учета кроме причинной также и др. типов связей: коррелятивных, функциональных, симметрии, ассоциаций. Это полностью исключает возможность объяснения явлений природы и об-ва действием сверхъес-теств. сил.
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ - мероприятия, направленные против христ. религии и церкви в годы франц. бурж. революции. Особенно остро Д. развернулась в 1793, когда начавшаяся еще в 1791 борьба с контрреволюц. католич. духовенством переросла в борьбу с христ. и др. религиями как таковыми. Были ограничены права католич. церкви, служителям всех культов было запрещено отправлять их обязанности вне культовых зданий, принимались меры против религ. фанатизма и суеверий. Католич. культу, равно как и др. религ. культам, был противопоставлен „культ Разума (см. Разума культ). Был введен новый, республиканский календарь, а также новые, безрелиг. праздники, в т. ч. и „Праздник Разума . Франц. революция была первой, к-рую буржуазия совершила не под религ., а под политич. лозунгами. Д. - воплощение в политич. практике филос. идей франц. Просвещения. Ф. Энгельс отмечал: „Во Франции между 1793 и 1798 гг. христианская религия действительно исчезла до такой степени, что самому Наполеону не без сопротивления и не без труда удалось ввести ее снова (т. 21, с. 292-293).
ДЕШАН Леже Мари (1716-1774) - франц. философ-материалист и атеист, построил систему, проникнутую рационализмом и диалектич. идеями. Д. считал, что на смену феод.-абсолютист. порядкам должно прийти об-во нравственности, где все находится в общем владении и где устанавливается социальное равенство. Д. доказывал, что* те, в чьих руках богатство и власть, не могут обойтись без религии, но ее ненужность служит основой ее полного преодоления.
„ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - одна из книг Нового завета наряду с евангелиями, посланиями апостолов, Откровением Иоанна Богослова (Апокалипсисом). В первых 12 главах „Д. а. рассказывается о проповеди христианства апостолом Петром среди иудеев. Последующие 16 глав повествуют о проповеднич. деятельности апостола Павла среди язычников. Это позволяет предположить, что „Д. а. отражают определенный этап в истории христианства: его превращение из иудаист. секты в универсальную, рассчитанную на мн. народы религию. Церк. традиция приписывает авторство „Д. а. евангелисту Луке. Однако анализ содержания и формы „Д. а. и Евангелия от Луки показывает, что они принадлежат разным авторам, отделенным друг от дру - га несколькими десятками лет. Нельзя считать цельным произведением, принадлежащим одному автору, и сами „Д. а. . Следует полагать, что „Д. а. написаны после Посланий, во вт. пол. 2 в. Ф. Энгельс писал, что „евангелия и Деяния апостолов представляют собой поздние переработки утерянных теперь сочинений, зыбкую историческую основу которых в настоящее время уже невозможно распознать под легендарными наслоениями (т. 22, с. 491).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - проявление активности ре-лиг, индивидов, групп и общностей, институтов и орг-ций, диктуемое религ. убеждениями и чувствами, релит, долгом, культовыми установлениями, религ. задачами, стоящими перед той или иной религ. орг-цией. Выделяется 2 осн. вида Д. р.: внекультовая и культовая. Внекультовая Д. р. осуществляется в духовной и практич. сферах. В духовную сферу входят производство религ. идей, систематизация и интерпретация догматов, сочинение богосл. и религ.-фи-лос. произведений и пр. К практической относятся миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богосл. дисциплин, управленч. деятельность в системе религ. орг-ций и институтов, пропаганда религ. взглядов через печать, радио, телевидение, религ. воспитание в семье и т. д. Культовая деятельность является важнейшим видом Д. р. (см. Культ религ.). Не следует, однако, считать религиозной всякую деятельность религ. индивидов, групп, институтов и орг-ций. Они ведут экономич., политич., просветит, и др. деятельность, к-рая, хотя и может принимать религ. окраску, не является собственно религиозной.
ДЖАБАРИТЫ (от араб, „джабр - необходимость, принуждение) - в исламе сторонники учения, отрицающего свободу действия человека (в отличие от кадаритов).
ДЖАГГЕРНАУТ (искаж. санскр. Джаганнатх, букв. - владыка мира) — одно из воплощений индуист. бога Вишну. Наиболее известен по храму Джаганнатха, находящемуся в г. Пури в Индии (штат Орисса), и ежегодному празднику „вывоза колесницы . Во время празднества в июне - июле каждого года изображение бога Д. провозится на огромной колеснице (высотой больше 13 х).
ДЖАДИДИЗМ (от араб, „усул-и-джадид - новый метод) - бурж. националистич. движение, зародившееся среди татарской буржуазии (80-е гг. 19 в.), а затем в 90-х гг. 19 в. получившее распространение в Ср. Азии. Название связано с тем, что первонач. приверженцы Д. выступали за реформу образования путем европеизации мусульм. обучения, за устранение ряда феод, пережитков, препятствующих развитию капитализма, за приспособление к нуждам развития капиталистич. об-ва. После Октябрьской революции они были среди организаторов выступлений против Сов. власти, активно участвовали в басмаческом движении.
ДЖАЙНИЗМ (от имени собств. Джина) - одна из религий Индии, возн. в 6 в. до н. э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из к-рых - Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот, кто победил карму и устранил препятствия с пути религ. спасения. Джайны поклоняются своим полумифич. пророкам как божествам. Центр, место в Д. занимает учение о вечной душе, к-рая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы, к-рый связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенное знание и совершенная жизнь, т. е. неукоснительное соблюдение предписаний религии.
Существуют 2 осн. направления Д.: дигамбары, полагающие, что др. тексты утрачены, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, к-рые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий подход к жизни.
ДЖАТАКИ (санскр., букв. - о прежних рождениях) - в буддизме притчи, проповеди, сказки, басни, мифы, обращенные к массам, предназначенные для наставления слушателей, носят ярко выраженную религ.-идеологич. направленность, преимущественно морально-этич. характера. Это эпизоды из жизни бодхисатв, рассказы об их деятельности. Первонач. вариант был составлен к 5-2 вв. до н. э., к-рый в дальнейшем подвергся лит. обработке и редактированию. Одновременно распространялись Д., являющиеся модификациями, подражаниями. Их сюжеты можно встретить в лит-ре мн. вост. стран, а в 19-20 вв. - в творчестве ряда европ. и амер. писателей. Д. отличаются традиц. композицией с обязат. моральной сентенцией, показывающей пути к нравств. совершенствованию в духе идеологии буддизма.
ДЖАХИЗ, аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (ок. 767-868) - араб, писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной волю человека, считал материю вечной, постоянно меняющейся.
ДЖЕМС Уильям (1842-1910) - амер. философ-идеалист и психолог. Один из гл. представителей прагматизма. По Д., „гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно . Традиц. теизм с его дуализмом творца и творения Д. считает бесплодным. Каждый индивид обладает своим опытом общения с высш. силами, сам ищет пути к спасению. Д. одним из первых обратил внимание на необходимость изучения психологии веры. В подсознательном „я усматривал посредника между эмпирич. сознанием и сферой потустороннего. Подчеркивая практич. ценность т. наз. религ. опыта человека, пытался примирить науку и религию. Гл. соч.: „Зависимость веры от воли (1896), „Многообразие религиозного опыта (1902), „Прагматизм (1907).
ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743-1826) - амер. философ-просветитель, госуд. и общественно-политич. деятель, автор проекта Декларации независимости США. В период войны америк. народа за независимость вел борьбу за отделение церкви от государства и свободу каждого исповедовать любую религию, выступал также в защиту свободы науч. исследований, развития естествознания, культуры; в сочинениях и письмах пропагандировал идеи англ. и франц. материалистов, критиковал с рационалистич. позиций Библию, находился под влиянием деизма.
ДЖИНН - злой или добрый дух др.-араб. мифологии, представления о к-ром сохраняются и в исламе.
ДЖИХАД (араб.) - усердие, рвение в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Первонач. под Д. подразумевалась война за веру (газават), предписанная Кораном. Отличившийся в Д. называется гази, погибший - шахидом - мучеником. По мусульм. представлениям, последнему в час кончины уготовано место в раю. Первонач. призывы к Д. служили политич. и религ. объединению араб, племен. В Халифате, позднее в Османском султанате и др. мусульм. феод, гос-вах Д. использовался в интересах агрессии и для подавления народных восстаний. Под лозунгами Д. после Октябрьской революции выступали против Сов. власти контрреволюционеры в Дагестане, Чечне, Средней Азии. Уже начиная с 9-10 вв. появляется представление о духовном Д., т. е. самоусовершенствовании на пути к Аллаху, а также понятие о четырех типах Д. - Д. меча, Д. сердца, Д. языка и Д. руки. Иногда Д. становился выражением народной борьбы против колонизаторов (напр., в 19 в. в Судане, в 20 в. в Ливии, Ираке, Иране, Омане). В совр. условиях часть религ. деятелей истолковывает Д. как борьбу за прогресс народов стран распространения ислама.
Читайте: |
---|