Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ДАВ - ДЖИ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ДАВИД (кон. 11 в. до н. э. - ок. 950 до н. э.) - царь Изр.-Иуд. гос-ва. Прославляется церковью как кроткий праведник, хотя из библ. описания его жизни видно, что это был вероломный и жестокий деспот. Д. создал централизован, державу со столицей в Иерусали­ме. С целью возвысить значение Иерусалима он перенес туда ков­чег завета и учредил богослужение при нем. Религ. традиция приписы­вает Д. авторство псалмов. С раз­витием в иудаизме веры в приход мессии Д. стал почитаться и как предок мессии. В христианстве Христу приписывается происхож­дение от Д.

ДАВИД Динанский (кон. 12 - нач. 13 в.) - франц. философ и есте­ствоиспытатель, создал вариант натуралистич. пантеизма. Д. Д. счи­тал, что бог есть субстанция всего сущего. Признание бога безлич­ным абсолютом, лежащим в осно­ве природных вещей, вело к от­казу от христ. идеи ничтожества человека, создавало почву для отрицания идеи загробного воз­даяния. Соч. Д. Д. уничтожались церковью.

ДАГОБА (сингал., доСл. - погре­бальное сооружение над останка­ми) - в Шри-Ланке и в Бирме то же, что ступа.

ДАДЗАЙ СЮНДАЙ (Дзюн, 1680-1747) - яп. философ, противник нсоконфуц. идеализма и будд, ми­стики. Под лозунгом возвращения к др. конфуцианству Д. С. высту­пал с критикой чжусианской мора­ли, являвшейся офиц. гос. идеоло­гией в период правления дома Токугава. Вместе с тем критиковал конфуцианство за то, что „оно признает господство духа над ма­терией , и отзергал учение о пер­вичности идеального начала. В це­лом философия Д. С. подготови­ла развитие материалистич. идей в Японии.

ДАЖБОГ - в др.-слав. мифологии бог Солнца, покровитель плодо­родия, природы, источник света и тепла. В рус. летописях Д. упо­минается как сын бога неба Сва-рога.

ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дунъюань, 1723-1777) - кит. философ-мате­риалист. Возглавлял одну из груп­пировок фнлос. течения „Хань Сюе , провозгласившего возврат к изучению конфуц. классиков в редакции периода Хань и направ­ленного против сунского неокон­фуцианства. Д. Ч. отвергал идеалистич. трактовку неоконфуциан­цами „Ли - закона как высш. начала, ниспосланного небом и предшествовавшего вещам. Мате­риальной основой мира являются частицы „Ци , а их движение и из­менения приводят к беспрерывно­му возникновению жизни.

ДАКОСТА (Акоста) Уриель (ок. 1585-1640) - голл. вольнодумец, гуманист, родом из Опорто (Пор­тугалия), получил католич. образо­вание. В 1614 бежал в Голландию, принял иудаизм. В 1616 в „Тези­сах против традиций обвинил иуд. клерикалов в искажении Торы, в 1623 был предан херему за антирелиг. трактат „О смертно­сти души человеческой . В тракта­те „Испытание фарисейских тради­ций в сравнении с писаным зако­ном мужественно защищал свои убеждения и право на свободо­мыслие. В 1640 Д. покончил жизнь самоубийством, оставив трагич. исповедь „Пример человеческой жизни , в к-рой отрицал религию откровения, божеств, происхожде­ние Библии и морали.

ДАЛАЙ-ЛАМА (монг.-тибет., букв. - море-лама, т. е. лама, ве­ликий, как море) - титул главы ламаист, духовенства, являвшего­ся до присоединения в 1951 Тибе­та к КНР также главой светской власти в Тибете. Титул установлен в 1391. Первым Д.-л. был Гэндун-дуб (1391-1474). 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо подчинил своей власти почти весь Тибет и превра­тил его в теократич. гос-во. По­следний - 14-й - Д.-л. Лозондант-зен-джамцо-нгванг (род. в 1935) в 1959 покинул Тибет и проживает в Индии. Д.-л. рассматривается в ламаизме как высш. лицо среди „перерожденцев (санскр. „маха-ратна , тибет. „римпоче , монг. „хутухта ), земное воплощение высоко почитаемого бодхисатвы Аволокитешвары, живой бог, - абсолют, авторитет для верующих. Смерть живого бога становится на­чалом его нового земного вопло­щения, поэтому специальная, наде­ленная высокими полномочиями, комиссия из высш. лам „отыски­вала среди младенцев, родивших­ся на протяжении года после смер­ти Д.-л., того, в ком воплотилась его божеств, сущность. Младенец помещался в монастырь, где полу­чал соответствующее воспитание. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. его функции выпол­нялись регентом.

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717-1783) - франц. ученый и фило­соф-просветитель. Работал вместе с Д. Дидро над созданием „Энцик­лопедии (вел разделы математи­ки и физики). Д. принадлежат вы­дающиеся открытия в математи­ке, физике и астрономии. Филос. взгляды Д. носят непоследователь­ный, противоречивый характер. В теории познания он стоял на по­зициях сенсуализма, склоняясь в то же время к скептицизму. Скептицизм распространял и на религию, считая, что невозмож­но достоверно утверждать ни о су­ществовании бога, ни о вечности или сотворенности материи. Д. не перешел на позиции атеизма, свя­зывая с религией существование неизменных нравств. принципов.

ДАМИАНИ Петр (1007-1072) - представитель ранней схоластики, возглавлял монастыр. школу в Ра­венне (Сев. Италия), епископ, за­тем кардинал католич. церкви. В вопросе о соотношении веры и разума   занимал   антирационалистич. позицию, сформулировал те­зис о философии как „служанке теологии. Отстаивал идею всемо­гущества бога и его ничем не огра­ниченной воли, недоступной человеч, сознанию. Являлся сторонни­ком теократич. программы подчи­нения светской власти государей духовной власти папы римск.

ДАНИЛОВЦЫ - см. Поморский толк.

ДАНЭМ Берроуз (р. 1905) - амер. философ-материалист. Д. рассмат­ривает философию как теорию ос­вобождения человечества. Исто­рию политич. мысли Д. трактует как борьбу ,,ересей против орто­докс, религ.-политич. доктрин. При этом Д. идеализирует об­раз Христа, полагая, что соц.-конформист. содержание внесено в эту религию апостолом Пав­лом.

ДАОСИЗМ - филос. учение в Ки­тае в 4—3 вв. до н. э., на основе к-рого во 2 в. н. э. складывается религия, получившая то же назва­ние. Принципы филос. Д. изложе­ны в книге „Дао дэ цзин , автор­ство к-рой приписывается полу­легендарному мыслителю древно­сти Лао-цзы. Гл. понятие в ней, „дао , объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, „матерью всех вещей . Это некий естеств. „путь , по к-рому должен следовать окру­жающий мир и все люди. В филос. Д. проявляются элементы матери­ализма и стихийной диалектики. В религ. Д. естеств. процессы получают мистич. истолкование, складывается божеств, пантеон, возглавляемый троицей - Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религ. орг-ция строится по иерархич. прин­ципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В нач. 5 в. оформ­ляется вероучение и ритуал Д., он становится гос. религией. Однако в его недрах возникает множество сект, отличающихся самостоят, интерпретацией теологич. проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верую­щих. Среди последователей Д. были суровые аскеты, а наряду с ни­ми - люди, вовсе не считавшие отказ от жизнен, благ условием достижения высш. блаженства. Для религ. Д. характерно эклек-тич. сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеве­рий, др. мистич. представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравств. самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достиже­ния долголетия, включающую дие­ту, систему физич. упражнений и др. В то же время они занимаются изгнанием „злых духов , гадания­ми и т. п. Д. давно утратил былые позиции, уступив их др. религиям, получившим распространение в Ки­тае. Число его приверженцев срав­нительно невелико.

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809-1882) - англ. естествоиспытатель, основоположник науч. эволюц. уче­ния о развитии органического ми­ра путем естеств. отбора - дарви­низма. Родился в семье врача, С детства увлекался изучением жи­вой природы. Поступил на мед. ф-т Эдинбургского ун-та, но по на­стоянию отца перешел на богосл. ф-т Кембриджского ун-та. Окон­чив ун-т (1831), отправился как на­туралист в 5-летнее кругосветное путешествие на корабле „Бигль . Собранный фактич. материал по (оологии, геологии, палеонтоло­гии, этнографии, данные с.-х. прак­тики и науки привели Д. к выво­дам о естеств. развитии органиче­ского мира, о целесообразности строения организмов как резуль­тате действия естеств. отбора. Осн. положения своего учения, опровер­гавшие телеологию и креационизм, Д. изложил в кн. ,,Происхождение видов... (1859). Науч. работа привела Д. к отходу от религии. Д. стал на позиции стихийного ес­теств.-науч. материализма и ес­теств.-науч. атеизма. Совр. фиде­изм усиленно фальсифицирует ми­ровоззрение Д.

ДАРВИНИЗМ - материалистич. учение о развитии живой природы. Осн. положения изложены в труде Дарвина „Происхождение видов... Д. раскрыл материальные естеств. факторы развития органического мира - изменчивость, наследствен­ность и естеств. отбор, выступаю­щий гл. движущей силой эволюции и видообразования. Д. материали­стически объяснил целесообраз­ность строения и функций орга­низмов как результат естеств. от­бора, показал ее относительность. Т. о., развитие органического мира было объяснено на основе дейст­вия объективных законов приро­ды, без участия сверхъестеств. сил. В труде „Происхождение человека и половой отбор (1871) Дарвин дал материалистич. обоснование процесса выделения человека из животного мира, но не раскрыл его соц. факторы. Д. подорвал ос­новы религ. идеологии, внес ог­ромный вклад в развитие науч.-материалистич. мировоззрения. Д. утвердился в ожесточенной борьбе с антидарвинист, религ.-идеалистич. теориями. Продолжателями Д. бы­ли Геккель, Гексли, в России -  Тимирязев, Мичурин и др. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин дали вы­сокую оценку Д., к-рый явился одной из естеств.-науч. предпосы­лок диалектич. материализма. „Дарвин положил конец воззре­нию на виды животных и растений, как на ничем не связанные, слу­чайные, „богом созданные и неиз­меняемые, и впервые поставил би­ологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними (Ленин В. И. ПСС, т. 1, с. 139). Значит, вклад в обогащение Д. внесли сов. ученые А. Н. Север-цов, Н. И. Вавилов, С. С. Четвери­ков, И. И. Шмальгаузен и др. Раз­витие совр. биологии (генетики, биокибернетики) углубило Д., уве­личило его материалистич., миро-воззренч. и методологич. значение. На основе синтеза классич. Д. и генетики, особенно популяцион-ной, формируется совр. теория эволюции.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - в пра-восл. и католич. церкви особая шкатулка (ковчег), в к-рой хра­нятся кусочки „освященного хле­ба - т. н. св. дары для тех верую­щих, к-рые не смогли присут­ствовать на причащении.

ДАУМЕР Георг Фридрих (1800-1875) - нем. философ. В ранних трудах подвергает резкой критике христианство, выводя его из куль­та Молоха. После 1848 Д. пропа­гандирует собств. новую религию, в 1858 Д. переходит в католицизм и становится богословом. Д. кри­тиковали Маркс и Энгельс.

ДАЦАН - в тибет., монг. и кал-мыц. буддизме (ламаизме) назва­ние ф-та (отделения) монастыр. ун-та; в бурят, ламаизме Д. - наз­вание самого монастыря.

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ - сложившееся в 12-14 вв. учение о том, что философия и бо­гословие представляют самостоят, пути постижения истины и приоб­щения к богу. Сторонники этого учения Ибн Рушд, Сигер Брабантский, Дуне Скот, У. Оккам счита­ли, что философия приводит чело­века к истине через познание ок­ружающего мира разумом, тео­логия же формулирует истину, опираясь на веру в откровение. Философия не должна подчиняться теологии. Ибн Рушд, Сигер Бра-бантский утверждали, что вытека­ющие из философии Аристотеля выводы о несотворенности мира, о вечности бога и мира, о смертно­сти индивид, души человека и бес­смертии безличного родового человеч. разума являются более вы­сокими истинами, чем богосл. ут­верждения о сотворении мира и личном бессмертии. Оккам пола­гал, что философия вообще не должна заниматься познанием бо­га, т. к. она есть естеств. рациона-листич. знание, знание о мире, бог же иррационален и недоступен для нее, он постигается верой. Но и теология не должна препятство­вать философии исследовать свой объект. Прогрес. стороной Д. и. т. было то, что она способствовала развитию рационализма, обосно­вывала право философии и науки на выводы, противоречащие бо­госл. построениям. Д. и. т. сохра­няла прогрес. значение в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Мусульм. и христ. цер­ковники преследовали Д. и. т. Католич. церковь противопоставляла Д. и. т. учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры. В наст, вр. теологи используют положение Д. и. т. о независимости друг от друга богословия и филос. науч. познания для примирения религии и науки как якобы взаимодопол­няющих областей духовной жизни.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ -  наиболее значит, праздников правосл. церкви. К Д. п. относятся рождество Христово, крещение господне, сретение, благовещение, вход господень в Иерусалим, воз­несение, троица, преображение, рождество богородицы, воздвиже­ние креста, введение во храм бого­родицы, успение богородицы. Цер­ковь на всем протяжении своей истории использовала Д. п. для пропаганды своего вероучения, для идеологич. и эмоц.-психологич. воздействия на верующих.

ДЕ ВЕТТЕВильгельм Мартин Ле-берехт (1780-1849) - нем. про­тест, богослов и библеист. Дока­зал, что в основе Второзакония (см. Пятикнижие) лежит „Книга закона , о к-рой в Библии гово­рится, будто она была найдена в Иерусалим, храме первосвящен­ником Хелкией в царствование Иосии (4 Цар. 22:8 и ел.), и к-рая на самом деле была написана хра­мовыми жрецами по заданию Иосии в 621 до н. э., что послужи­ло отправным пунктом для дати­ровки остальных элементов Пяти­книжия и книги Иисуса Навина. Наиболее значит, работа - „Очер­ки к введению в Ветхий завет .

ДЕВАДАТТА — в будд, мифоло­гии родственник и один из первых учеников основателя буддизма Шакья-Муни, предавший заветы учителя. В отличие от умеренного пути Будды, настаивал на строгом аскетизме и суровой дисциплине в монашеском ордене. В легендах о Д. отразились противоречия « ожесточенная внутр. борьба в первонач. буддизме.

ДЕЗАМИ Теодор (1803-1850) - представитель франц. утопич. ком­мунизма. В философии разделял взгляды фр. материалистов 18 в., выступал убежденным противни­ком религии. Резко критиковал учение Кабе об осуществлении коммунизма мирн. путем и идеи „христ. социализма Ламенне.

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - филос.-религ. учение, по к-рому бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмеши­вающаяся в развитие природы и об-ва. Истоки Д. - в ср.-век. фило­софии. В период духовной дикта­туры церкви деистич. учения слу­жили формой выражения атеистич. идей независимости природы от божьей воли, активности челове­ка, неограниченной возможности познания им мира. Как филос. на­правление, отражающее интересы прогрес. буржуазии Нового време­ни, Д. оформляется в 17 в. Его родоначальником считается Чербери (Англия). Д. не был однород­ным в филос. плане течением; к нему примыкали материалисты, просветители (напр., Толанд, Локк, Вольтер, Руссо, Лессинг, Ра­дищев) и идеалисты (напр., Лейб­ниц). Деисты отвергали традиц. „положит. религию, противопо­ставляя ей „естеств. религию разу­ма . Они отрицали божеств, от­кровение, провидение, мн. религ. догматы и обряды, выступали про­тив религ. нетерпимости, за свобо­ду совести. Деисты стремились ос­вободить науку и философию от засилья церкви, разум - от веры. Для материалистов Д. есть „не бо­лее, как удобный и легкий способ отделаться от религии (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 144). Исторически-прогрес. роль Д. исчерпа­лась к кон. 18 в., когда Гольбах и Дидро с позиций метафизич. мате­риализма и атеизма подвергли его критике. С сер. 19 в. Д. использу­ют защитники религии в борьбе с атеизмом. В наст. вр. Д. являет­ся формой компромисса между религией и естествознанием.

ДЕИСУС (от греч. deesis - моле­ние) - икона, изображающая Иису­са Христа в архиерейском облаче­нии, богоматерь по правую и Иоан­на Предтечу по левую его сторону в молитв, позе. Иногда Д. называ­ется ряд икон, в к-ром помещен собственно Д., а иногда и весь мно­гоярусный иконостас.

ДЕКАБРИСТЫ - представители дворянск. революц движения, осу­ществившие 14 декабря 1825 во-оруж. выступление против самодерж.-крепостнич. строя в России. В. И. Ленин называл Д. „самыми выдающимися деятелями дворян­ского периода рус. освободит, движения (т. 25, с. 93). На форми­рование мировоззрения Д. ока­зали влияние бурж. революции в странах Зап. Европы, соч. А. Н. Ра­дищева и франц. просветителей 18 в. Будучи единодушными в стремлении уничтожить само-держ.-крепостнич. строй, Д. разли­чались по своим мировоззренч. взглядам. Нек-рые из них стояли на религ.-идеалистич. позициях, считали, что в революц. агитации среди солдат нужно использовать христ. идеи, большинство же Д. были сторонниками скептицизма, деизма и атеизма. Однако миро­воззренч. разногласия не препят­ствовали политич. объединению Д. Представители материалистич. ате­истич. крыла движения Д. - П. И. Борисов, И. Д. Якушкин, В. Ф. Ра­евский, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков, И. И. Горбачевский, И. И. Иванов, С. М. Семенов и др. орга­нически сочетали подготовку вос­стания с разработкой мировоз­зренч. проблем. Они подвергли критике осн. религ. представления о существовании бога и загробной жизни, показали, что вера в эти вымыслы способствует закабале­нию народа. Идеи материалистич. крыла Д., а также их открытое выступление против освящаемого церковью крепостнич. строя ока­зали огромное влияние на после­дующее развитие свободомыслия и атеизма в России.

ДЕКАРТ Рене (1596-1650) - франц. философ, математик, фи­зик и физиолог. Сделал ряд круп­ных естеств.-науч. открытий, вы­ступал против ср.-век. религ.-схо-ластич. представлений о природе. Философия Д. характеризовалась делением мира на 2 независимых друг от друга начала: „мыслящую и „протяженную субстанции. Че - ловек, по Д., есть созданное богом соединение бездушного телесного механизма и обладающей мышле­нием и волей души. Т. о., филосо­фия Д. содержала элементы как идеализма, так и материапизма. Прогрес. значение имело материа-листич. учение Д. о бесконечной телесной субстанции - его „физи­ка , в отличие от „метафизики , включавшей онтологич. доказа­тельство бытия божия и признание бессмертия души.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ - один из первых законодат. актов Сов. гос-ва, принятый 2(15) ноября 1917. Д. резко осу­дила политику натравливания од­ной нации на другие, проводившу­юся царизмом и бурж. Временным пр-вом в отношении народов Рос­сии, терпевших гнет и произвол помещиков и капиталистов. Д. за­ложила основы сов.нац. политики: равенство и суверенитет народов; право народов на самоопределение вплоть до отделения и образова­ния самостоят, гос-ва; отмена всех и всяких нац. и нац.-религ. приви­легий и ограничений; свободное развитие нац. меньшинств и этнич. групп, населяющих территорию России. Д. нанесла сильнейший удар по идеологии великодержав­ного шовинизма и бурж. национа­лизма, положила начало практич. претворению в жизнь ленинской программы по нац. вопросу.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - программный документ Великой франц. бурж. революции, принятый Учредит, со­бранием 26 авг. 1789. 1-я ст. Д. п. гласила: “Люди рождаются и оста­ются свободными и равными в пра­вах . 6-я ст. декларировала, что все граждане равны перед зако­ном. 7, 9, 10-я и 11-я статьи утверж­дали свободу личности, свободу совести, слова и печати. Д. п. стала знаменем борьбы против феод.-абсолютист. порядков не только во Франции, но и в др. странах. Крупная буржуазия вкладывала в демократич. лозунги Д. п. свое клас.-огранич. содержание.

ДЕКАЛОГ - см. Заповеди.

ДЕКРЕТАЛИИ (лат. decretum - оп­ределение, решение) - постанов­ления (с кон. 4 в.) пап римск. в виде посланий, составляющие гл. содержание Корпуса канонич. права - свода законов католич. церкви. С 5 в. появляются под­ложные Д., наиболее известны т. н. Лжеисидоровы Д., к-рые пап­ство использовало для укрепления своей власти, борьбы со светски­ми государями.

ДЕЛИЧ Фридрих (1850-1922) - нем. историк-ориенталист. Впер­вые в библеистике Д. провел науч.-историч. сопоставление Вет­хого завета с ассиро-вавилон. ми­фологией, доказав, что Библия часто заимствует вавилон. мифы и предания (в части., о всемирн. потопе). В своем гл. соч. „Библия и Вавилон Д. развивает т. н. пан-вавилонизм, преувеличивая влия­ние ассирийцев и вавилонян на последующую историю мир. куль­туры.

ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ - ора­кул при храме Аполлона в Дельфах - одном из религ. центров Др. Греции. С вопросами к Д. о. обра­щались как частные лица, так и представители общин, городов и гос-в перед принятием ответствен­ных решений. Пророческие изре­чения от имени Аполлона давала жрица Пифия, затем они редакти­ровались и облекались в стихо­творную форму жрецами храма. Прорицания Д. о. сохранились в соч. Геродота и в др. источни­ках.

ДЕМБОВСКИЙ Эдвард (1822-1846) - польск. революц. демок­рат, философ и лит. критик, один из руководителей Краковского восстания (1846). Филос. взгляды Д. прошли сложную эволюцию от идеализма к материализму и атеизму. Д. пришел к выводу, что соц. условия определяют всю ду­ховную жизнь эпохи. По своим социологич. воззрениям Д. был представителем утопич. комму­низма. Сост. частью его учения яв­ляется критика религии как навя­занного народу „ярма фанатизма и суеверий .

ДЕМЕТРА - др.-греч. богиня пло­дородия, земледелия, брака и се­мейной жизни. В мифе о Д. и ее дочери Персефоне отражается бо­лее др. культ периодич. возрожде­ния и умирания растительного ми­ра. Культ Д. был распространен по всей территории средиземно­морской культуры.

ДЕМИУРГ (греч. - творец, созда­тель) - филос.-теологич. кате­гория, восходящая к Платону, у к-рого Д. - бог, создающий мир из извечно существующего хаоса, в отличие от христ. бога, творяще­го мир из ничего. У гностиков Д. - творец материального мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеали-стич. философии Д. - идеальное первоначало, творящее мир.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - понятие, выражающее осн. содержание теологич. концепций, призывающих интерпретировать библ. мифы в со­ответствии с представлениями совр. человека. Родоначальник „де­мифологизированной теологии Р. Бультман в очерке „Новый за­вет и мифология (1941) предло­жил разграничивать в Библии бо­жеств, содержание (керигму) и языковую форму выражения истин веры. Поскольку в наше время, писал Бультман, люди не верят в библ. мифы, то их следует рас­сматривать лишь как символич. образы, выражающие отношение человека к богу. Т. о., миф не отбрасывается, а получает экзис­тенциальную трактовку. Концеп­ции Д. стремятся избавить христ. теологию как от безнадежно уста­ревших положений ортодоксии, так и от протест, „либерализма .

ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 до н. э. - ум. в глубокой старости) - др.-греч. философ-материалист, гл. представитель античной атомисти­ки. По Д., бесконечный мир состо­ит из неделимых, а следовательно, невозникающих и неуничтожимых частиц (атомов), различающихся формой, порядком сочетаний и положением („поворотом ), и пу­стоты, в к-рой они движутся, со­единяясь в отд. тела, затем снова распадающиеся. В мире царит естеств. необходимость, причинно определяющая все явления. Детер­минизм Д. исключает как творе­ние мира богом, так и направляе­мое провидением течение событий в нем. Д. считал религию искус­ственным („по установлению ) установлением человека, основан­ным на непонимании грозных яв­лений природы, страхе перед смер­тью и загробными наказаниями за дурные поступки. Атеизм Д. кри­тиковался и извращался много­численными теологами и филосо­фами-идеалистами.

ДЕМОНОЛОГИЯ (греч. daimon - дух, божество и logos - слово, уче­ние) - религ. учение о демонах. Восходит к первобытн. вере в злых духов. Д. получила особое разви­тие в вавилон. и др.-иран. религи­ях, откуда проникла в иудаизм, христианство и ислам. Католицизм и православие до сих пор настаива­ют на реальном существовании де­монов, нек-рые протестанты склон­ны понимать их символически. Д. неотрывна от религ. морали, в к-рой дьявол - источник и носи­тель греха. Согласно Д., человек всегда и везде окружен демонами, угрожающими его душе, и изба­вить от них или нейтрализовать их злокозненное действие может толь­ко церковь своими молитвами, заклинаниями, реликвиями, иног­да специальными культовыми дей­ствиями по изгнании дьявола (экзорцизм). На Д. основанаизу­верская концепция ведс< ства, при­ведшая к позорному преследова­нию и уничтожению ведьм во вре­мена инквизиции. С Д. связана т. н. мед. магия - от языч. знахар­ства до совр. религ. суеверий, по к-рым причина физич. и психич болезней (одержимость, кликуше­ство) — действие демонов. Д. - необходимая часть соц. доктрины церкви, возводящей корни человеч, бедствий к сверхъестеств. са­танинскому источнику.

ДЕМОНЫ (греч. daimon - дух, бо­жество) — фантастич. существа, олицетворяющие злую, „нечистую силу, - черти, бесы, дьяволы, джинны,  ведьмы  и т. д. Иудео - христ. предание объявляет Д. пад­шими (вышедшими из повинове­ния богу) ангелами. С помощью веры в Д. религия пытается оправ­дать наличие в мире зла, допускае­мого всемогущим и всеблагим бо­гом (теодицея). Служа целям запу­гивания, вера в Д. является источ­ником самых диких суеверий.

“ДЕНАРИЙ СВ. ПЕТРА - название ежегодного поголовного налога, взимавшегося с католиков папой римск., к-рый считается преемни­ком апостола Петра. Введенный в 10 в., был сначала доброволь­ным даянием, но вскоре стал обязат. налогом. Д. с. П. население Польши, Англии, Дании платило с сер. 11 в., Швеции и Норвегии - с сер. 12 в., Пруссии - с нач. 14 в., взимался он и с католиков др. стран. Д. с. П. вызывал многочис­ленные протесты масс верующих. Был ликвидирован Реформацией в 16 в. Вновь введен (как добро­вольное даяние) после 1870.

ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denominatio - наделение специальным именем) - в общем смысле — груп­па лиц или предметов, объединен­ных одним названием. В религио­ведении термин „Д. чаще всего употребляется для обозначения религ, объединений, находящихся в стадии становления, организац. оформления, а иногда как сино­ним вероисповедания, конфессии.

ДЕПЕРЬЕ Бонавентюр (ок. 1500 - ок. 1544) - франц. писатель-гума­нист. В своих произведениях про­славлял радости земной жизни, выступая против католицизма и протестантизма. Разоблачал релит, чудеса, показывая, что они — источ­ник наживы для церковников; ут­верждал, что религия превращает верующих в ослов, таскающих тя­жести и безропотно сносящих уда­ры; высмеивал невежество и алч­ность священников и монахов. Одно из наиболее значит. произве­дений - „Кимвал мира (1537).

ДЕРВИШ (перс. - нищий, бед­няк) - мусульм. нищенствующий монах. Д. принадлежат к различ­ным суфийским орденам. Стран­ствуя, распространяют суеверие и фанатизм. Нередко отказываются от брака, ведут аскетич. образ жизни. В раннем средневековье различали 2 типа Д.: бродячие, отличавшиеся нередко распущен­ными нравами, нарушавшие об­ществ, порядок, и ученые - суфии. Среди последних встречались исто­рики, философы, поэты, к-рые критиковали соц. несправедли­вость, ханжество и невежество ду­ховных лиц. Офиц. духовенство обвиняло их в ереси.

„ДЕРЕВЕНСКИЙ БЕЗБОЖНИК - журнал, орган Центр, и Моск. обл. советов Союза воинств, безбожни­ков СССР. Выходил в Москве в 1928-1932. Среди материалов, публиковавшихся в журнале, боль­шое место занимали сообщения селькоров.

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (ок. 1740-1789) - рус. просвети­тель, основоположник историч. школы права в России. Призывал изучать происхождение обществ, институтов в связи с изменением условий хоз. деятельности людей. Исходя из этого принципа, дока­зывал, что религ. верования возн. в древности под влиянием страха, через наделение явлений природы человеч. свойствами. Взгляды Д. противоречили религ.-идеалистич. учению о богоустановленности об­ществ, порядков.

ДЕСНОЕ БРАТСТВО - см. Иль­инцы.

ДЕСЯТИНА - отчисление в пользу служителей культа, церкви деся­той части всех денежных и нату­ральных доходов верующих. Д. су­ществовала в др. времена у мн. на­родов. Упоминается в Библии, чем христ. духовенство и обосновыва­ло необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феод. Евро­пе и крепости. России до замены ее др. формами взимания средств на содержание храмов и духовен­ства. В наст. вр. является обяза­тельной у адвентистов, где состав­ляет осн. статью доходов церкви.

„ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - см. За­поведи.

ДЕСЯТИСЛОВИЕ - см. Заповеди.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо - определяю) - филос. концеп­ция, утверждающая объективное существование всеобщей законо­мерной взаимосвязи явлений и ее причинной обусловленности, ког­да одно явление (причина) порож­дает с необходимостью другое (следствие). Д. является сущест­венным элементом материалистич. понимания мира. Материалисты всегда противопоставляли его как индетерминизму, так и телеоло­гии. Концепция Д. развивалась на основе обобщения успехов практики и науч. познания. Успех в познании механич. причинности породил у ряда естествоиспыта­телей и философов 18-19 вв. стремление свести к ней всякую причинную связь. Однако это вело к искажению картины действитель­ности и открывало лазейки для протаскивания идеи бога в объяс­нение природы. Ограниченность механистич. детерминизма была преодолена в марксистской фило­софии. Марксистская концепция детерминизма признает существо­вание не сводимых к механич. форме мн. др. форм причинной связи, реализующихся при посред­стве не только необходимых, но и случайных факторов, существую­щих, как и необходимые, объек­тивно. Она требует учета кроме причинной также и др. типов свя­зей: коррелятивных, функциональ­ных, симметрии, ассоциаций. Это полностью исключает возмож­ность объяснения явлений приро­ды и об-ва действием сверхъес-теств. сил.

ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ - меро­приятия, направленные против христ. религии и церкви в годы франц. бурж. революции. Особен­но остро Д. развернулась в 1793, когда начавшаяся еще в 1791 борь­ба с контрреволюц. католич. ду­ховенством переросла в борьбу с христ. и др. религиями как тако­выми. Были ограничены права ка­толич. церкви, служителям всех культов было запрещено отправ­лять их обязанности вне культо­вых зданий, принимались меры против религ. фанатизма и суеве­рий. Католич. культу, равно как и др. религ. культам, был проти­вопоставлен „культ Разума (см. Разума культ). Был введен новый, республиканский календарь, а так­же новые, безрелиг. праздники, в т. ч. и „Праздник Разума . Франц. революция была первой, к-рую буржуазия совершила не под ре­лиг., а под политич. лозунгами. Д. - воплощение в политич. прак­тике филос. идей франц. Просве­щения. Ф. Энгельс отмечал: „Во Франции между 1793 и 1798 гг. христианская религия действи­тельно исчезла до такой степени, что самому Наполеону не без со­противления и не без труда уда­лось ввести ее снова (т. 21, с. 292-293).

ДЕШАН Леже Мари (1716-1774) - франц. философ-материалист и ате­ист, построил систему, проникну­тую рационализмом и диалектич. идеями. Д. считал, что на смену феод.-абсолютист. порядкам долж­но прийти об-во нравственности, где все находится в общем владе­нии и где устанавливается социаль­ное равенство. Д. доказывал, что* те, в чьих руках богатство и власть, не могут обойтись без религии, но ее ненужность служит основой ее полного преодоления.

„ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - одна из книг Нового завета наряду с евангелиями, посланиями апо­столов, Откровением Иоанна Бо­гослова (Апокалипсисом). В пер­вых 12 главах „Д. а. рассказыва­ется о проповеди христианства апо­столом Петром среди иудеев. По­следующие 16 глав повествуют о проповеднич. деятельности апо­стола Павла среди язычников. Это позволяет предположить, что „Д. а. отражают определенный этап в истории христианства: его превращение из иудаист. секты в универсальную, рассчитанную на мн. народы религию. Церк. традиция приписывает авторство „Д. а. евангелисту Луке. Однако анализ содержания и формы „Д. а. и Евангелия от Луки показыва­ет, что они принадлежат разным авторам, отделенным друг от дру - га несколькими десятками лет. Нельзя считать цельным произве­дением, принадлежащим одному автору, и сами „Д. а. . Следует полагать, что „Д. а. написаны после Посланий, во вт. пол. 2 в. Ф. Энгельс писал, что „евангелия и Деяния апостолов представляют собой поздние переработки уте­рянных теперь сочинений, зыб­кую историческую основу кото­рых в настоящее время уже невоз­можно распознать под легендарны­ми наслоениями (т. 22, с. 491).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗ­НАЯ - проявление активности ре-лиг, индивидов, групп и общно­стей, институтов и орг-ций, дикту­емое религ. убеждениями и чув­ствами, релит, долгом, культовы­ми установлениями, религ. задача­ми, стоящими перед той или иной религ. орг-цией. Выделяется 2 осн. вида Д. р.: внекультовая и культо­вая. Внекультовая Д. р. осуще­ствляется в духовной и практич. сферах. В духовную сферу входят производство религ. идей, систе­матизация и интерпретация догма­тов, сочинение богосл. и религ.-фи-лос. произведений и пр. К практи­ческой относятся миссионерство, участие в работе соборов, препода­вание богосл. дисциплин, управленч. деятельность в системе религ. орг-ций и институтов, пропаганда религ. взглядов через печать, ра­дио, телевидение, религ. воспита­ние в семье и т. д. Культовая дея­тельность является важнейшим видом Д. р. (см. Культ религ.). Не следует, однако, считать рели­гиозной всякую деятельность ре­лиг. индивидов, групп, институтов и орг-ций. Они ведут экономич., политич., просветит, и др. деятель­ность, к-рая, хотя и может прини­мать религ. окраску, не является собственно религиозной.

ДЖАБАРИТЫ (от араб, „джабр - необходимость, принуждение) - в исламе сторонники учения, отри­цающего свободу действия челове­ка (в отличие от кадаритов).

ДЖАГГЕРНАУТ (искаж. санскр. Джаганнатх, букв. - владыка ми­ра) — одно из воплощений индуист. бога Вишну. Наиболее изве­стен по храму Джаганнатха, нахо­дящемуся в г. Пури в Индии (штат Орисса), и ежегодному празднику „вывоза колесницы . Во время празднества в июне - июле каждо­го года изображение бога Д. про­возится на огромной колеснице (высотой больше 13 х).

ДЖАДИДИЗМ (от араб, „усул-и-джадид - новый метод) - бурж. националистич. движение, зародив­шееся среди татарской буржуазии (80-е гг. 19 в.), а затем в 90-х гг. 19 в. получившее распространение в Ср. Азии. Название связано с тем, что первонач. приверженцы Д. вы­ступали за реформу образования путем европеизации мусульм. обу­чения, за устранение ряда феод, пережитков, препятствующих раз­витию капитализма, за приспособ­ление к нуждам развития капиталистич. об-ва. После Октябрьской революции они были среди органи­заторов выступлений против Сов. власти, активно участвовали в бас­маческом движении.

ДЖАЙНИЗМ (от имени собств. Джина) - одна из религий Индии, возн. в 6 в. до н. э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из к-рых - Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот, кто по­бедил карму и устранил препят­ствия с пути религ. спасения. Джай­ны поклоняются своим полумифич. пророкам как божествам. Центр, место в Д. занимает учение о вечной душе, к-рая может все­ляться последовательно в различ­ные материальные тела. Душа че­ловека ответственна за все совер­шенное им вследствие действия закона кармы, к-рый связывает тело с душой, приковывает чело­века к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наи­более праведную жизнь. От каждо­го требуется вера в истинность учения, основанные на нем совер­шенное знание и совершенная жизнь, т. е. неукоснительное со­блюдение   предписаний   религии.

Существуют 2 осн. направления Д.: дигамбары, полагающие, что др. тексты утрачены, отказываю­щиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, к-рые пытаются вос­становить утраченные тексты и ка­нонизировать их, проповедуют ме­нее строгий подход к жизни.

ДЖАТАКИ (санскр., букв. - о прежних рождениях) - в буд­дизме притчи, проповеди, сказки, басни, мифы, обращенные к мас­сам, предназначенные для настав­ления слушателей, носят ярко вы­раженную религ.-идеологич. на­правленность, преимущественно морально-этич. характера. Это эпи­зоды из жизни бодхисатв, расска­зы об их деятельности. Первонач. вариант был составлен к 5-2 вв. до н. э., к-рый в дальнейшем под­вергся лит. обработке и редакти­рованию. Одновременно распро­странялись Д., являющиеся моди­фикациями, подражаниями. Их сю­жеты можно встретить в лит-ре мн. вост. стран, а в 19-20 вв. - в твор­честве ряда европ. и амер. писате­лей. Д. отличаются традиц. ком­позицией с обязат. моральной сентенцией, показывающей пути к нравств. совершенствованию в духе идеологии буддизма.

ДЖАХИЗ, аль-Джахиз Абу Усман Амр ибн Бахр (ок. 767-868) - араб, писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной во­лю человека, считал материю веч­ной, постоянно меняющейся.

ДЖЕМС Уильям (1842-1910) - амер. философ-идеалист и психо­лог. Один из гл. представителей прагматизма. По Д., „гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно . Традиц. те­изм с его дуализмом творца и творения Д. считает бесплодным. Каждый индивид обладает своим опытом общения с высш. силами, сам ищет пути к спасению. Д. од­ним из первых обратил внимание на необходимость изучения психо­логии веры. В подсознательном „я усматривал посредника между эмпирич. сознанием и сферой потустороннего. Подчеркивая прак­тич. ценность т. наз. религ. опыта человека, пытался примирить нау­ку и религию. Гл. соч.: „Зависи­мость веры от воли (1896), „Мно­гообразие религиозного опыта (1902), „Прагматизм (1907).

ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743-1826) - амер. философ-просвети­тель, госуд. и общественно-политич. деятель, автор проекта Декла­рации независимости США. В пери­од войны америк. народа за неза­висимость вел борьбу за отделение церкви от государства и свободу каждого исповедовать любую ре­лигию, выступал также в защиту свободы науч. исследований, раз­вития естествознания, культуры; в сочинениях и письмах пропаган­дировал идеи англ. и франц. мате­риалистов, критиковал с рационалистич. позиций Библию, находил­ся под влиянием деизма.

ДЖИНН - злой или добрый дух др.-араб. мифологии, представле­ния о к-ром сохраняются и в ис­ламе.

ДЖИХАД (араб.) - усердие, рве­ние в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Пер­вонач. под Д. подразумевалась война за веру (газават), предпи­санная Кораном. Отличившийся в Д. называется гази, погибший - шахидом - мучеником. По му­сульм. представлениям, последне­му в час кончины уготовано место в раю. Первонач. призывы к Д. служили политич. и религ. объеди­нению араб, племен. В Халифате, позднее в Османском султанате и др. мусульм. феод, гос-вах Д. использовался в интересах агрес­сии и для подавления народных восстаний. Под лозунгами Д. пос­ле Октябрьской революции высту­пали против Сов. власти контрре­волюционеры в Дагестане, Чечне, Средней Азии. Уже начиная с 9-10 вв. появляется представление о духовном Д., т. е. самоусовер­шенствовании на пути к Аллаху, а также понятие о четырех типах Д. - Д. меча, Д. сердца, Д. язы­ка и Д. руки. Иногда Д. становился выражением    народной    борьбы против колонизаторов (напр., в 19 в. в Судане, в 20 в. в Ливии, Ираке, Иране, Омане). В совр. условиях часть религ. деятелей истолковывает Д. как борьбу за прогресс народов стран распространения ислама.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ЙАЗ - ЙОГ

ЙАЗИДЫ, езиды — последователи религ. секты, близкой к зороаст­ризму. В вероучении Й. имеются элементы христианства (несторианства), иудаизма и ислама. Й...

Авторизация



Движение атеизма:

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...