Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЕВА - ЕШИ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЕВА (др.-евр. Хава - источник жизни) - согласно Библии - пер­вая женщина на земле, жена Ада­ма, праматерь человечества. Оболь­щенная змеем, Е. съела сама и уго­ворила Адама съесть плод с запрет­ного дерева. За ослушание бог проклял первых людей и все их потомство. Библейский миф о Е. восходит к др.-месопотамскому мифу.

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ (от греч. euangélion - благая весть) - термин, употребляемый для обозначения деятельности, направленной на об­ращение народов и отд. людей в христианство. Для обоснования Е. церковь использует приведен­ный в Евангелии от Матфея завет Христа своим ученикам: „Идите, научите все народы, крестя их (28:19). В период колониальных захватов и вплоть до вт. пол. 20 в. задачу Е. церковь решала при по­мощи миссионеров, занимавшихся пропагандой христианства и обра­щением местн. населения в христ. веру. Крах колониальной системы империализма обусловил необхо­димость использования церковью новых методов Е., приспособле­ния к изменившимся соц.-поли-тич. условиям в освободившихся от колониального гнета странах Азии и Африки. После второй мир. войны термин „Е. употребляется также для обозначения усилий ка-толич. церкви, направленных на укрепление ее позиции в тех слоях населения, где активнее всего идет процесс секуляризации, напр, сре­ди рабочих, молодежи и т. д. Воп­росы Е. рассматривались на II Вати­канском соборе. В составе курии римск. действует конгрегация Е. народов. Она руководит совр. мис­сионерской деятельностью католич.церкви.

ЕВАНГЕЛИСТЫ - согласно церк. традиции — авторы жизнеописаний Иисуса Христа - евангелий. Авто­рами канонич. евангелий считаются Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Историч. исследования показыва­ют, что евангелия, вероятно, скла­дывались в кон. 1 - нач. 2 в., т. е. позже времени жизни тех лиц, к-рым приписывается христ. пре­данием авторство евангелий.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ  ЦЕРКВИ   - др. название лютеран, церквей (см. Лютеранство); так же называются объединения различных протест, церквей, гл. роль в к-рых играет лютеранство.

ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euangélion - благая весть) - ранние христ. пи­сания, рассказывающие о леген­дарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение хри­стиан распространялось устно. Пер­выми, вероятно, были записаны „речения Иисуса (логии) - отд. высказывания, приписанные осно­вателю христианства. Затем из раз­ных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе к-рых ле­жало учение об искупительной смерти и воскресении Иисуса. Ав­торство приписывалось ученикам Иисуса — апостолам или ближай­шим ученикам этих учеников. Е. создавались различными христ. группами начиная примерно со вт. пол. 1 в. и до 4 в. Кроме 4 Е., во­шедших в канонич. текст Нового завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 раз­ных Е. Фомы и многие др. Нек-рые Е. имели несколько версий: упоминаются у христ. писателей арамейская версия Е. от Матфея, 3 версии Е. от Марка. Ныне изве­стны полные тексты 3 Е., не при­знанных церковью канонически­ми: Фомы, Филиппа и Истины, от­ражающие учения гностиков. Н.-з. Е. были написаны на греч. языке, по-видимому за пределами Пале­стины. Из 4 признанных церковью евангелистов только 2, согласно христ. легенде, - ученики Иисуса; Лука, по преданию, был спутни­ком апостола Павла, Марк - Пет­ра. Первые 3 Е. во многом схожи, они имели общие устные и пись­менные источники. В науке их на­зывают синоптическими. Самое краткое из синоптич. Е. - Е. от Марка. В нем отсутствуют расска­зы о непорочном зачатии и чудес­ном рождении Иисуса. Это Е. уче­ные считают самым ранним из ка­нонич. Е. От синоптич. Е. резко отличается и по содержанию и по стилю Е. от Иоанна. Долгое время в науке его считали самым позд­ним из 4 Е. Но в Египте был обна­ружен фрагмент этого Е. на папи­русе, относящийся к перв. трети 2 в. Е. от Матфея больше связано с иудео-христианами, Е. от Луки обращено к христианам из неиуде­ев; в этом Е. более резко звучат выпады против богатых („блажен­ны нищие ; в Е. от Матфея: „бла­женны нищие духом ). В Е. от Иоанна просматриваются идеи гно­стицизма. Е. по-разному излагают события (напр., по Марку, пропо­ведь Иисуса длилась 1 год, по Иоанну — ок. 4 лет, у Матфея и Луки даются разные родословные Иисуса и т. п.). В основе морально­го учения всех Е. лежит проповедь смирения.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ    ХРИСТИАНЕ, евангелисты - одно из течений в протестантизме, близкое к бап­тизму. Вероучение Е. х. в отличие от баптистов основывается лишь на евангелиях (отсюда и название). Е. х. считают, что спасение совер­шилось и все уверовавшие во Хри­ста спасены; спасение дается чело­веку без всякого содействия с его стороны, при помощи одной лишь веры в искупительную жертву Христа. В России Е. х. получают распространение со вт. пол. 19 в. под названием редстокистов (от имени лорда Г. Редстока, прибыв­шего в 1874 в Петербург и пропа­гандировавшего евангелизм), за­тем пашковцев (по имени одного из руководителей Е. х. В. А. Паш­кова) . Октябрьскую революцию руководители Е. х. встретили враждебно, но в 20-х гг. под дав­лением рядовых верующих встали на лояльные позиции по отношению к Сов. гос-ву. В 1944 Е. х. объединились с баптистами, обра­зовав ныне действующ, союз еванг. христиан-баптистов.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ (ЕХБ) - церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 баптистов и еванг. христиан. В 1945 к ней при­соединилась часть пятидесятников, а в 1963 - ряд общин „братских меннонитов . Возглавляется Все-союзн. советом еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ), избираемым съездом.

ЕВГЕМЕРЗМ - см. Эвгемеризм.

ЕВНОМИАНЕ  -  см. Арианство.

ЕВСЕВИЙ ПАМФИЛ (Кесарийский) (ок. 263 - ок.340) - римск. церк. писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской с 311. Гл. произведения: „Приготовления к Евангелию , „Церковная история (история христианства до 324), „Житие императора Константина . Одним из первых христ. писателей сделал попытку согласовать дости­жения античной науки с интереса­ми церкви.

ЕВТИХИЙ (5 в.) - константиноп. архимандрит, основатель монофизитства. Е. отвергал соединение 2 начал (божеств, ичеловеч.) в Хри­сте. По учению Е., человеческое в Христе было совершенно погло­щено божественным, и он имел лишь кажущуюся плоть. Т. о., Е. признавал Христа богом, а не бо­гочеловеком, как ортодокс, цер­ковь. Константиноп. собором (448) учение Е. было осуждено как ересь, а он сам низложен.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕС­СЫ - международ, съезды католич. богословов, созываемые Ватика­ном регулярно каждые 4 года в раз­личных городах мира. Свое назва­ние Е. к. получили в прошлом ве­ке из-за важного значения, прида­ваемого в католич. теологии и культе таинству евхаристии. На Е. к., проходящих с участием вы­соких представителей „св. престо­ла ,   рассматриваются   вопросы, связанные с разработкой всех от­раслей католич. богословия, при­способлением католич. доктрины и практики к совр. условиям, борьбой против атеизма. Е. к. не­однократно использовались для пропаганды клерик. антикомму­низма. На Е. к. в Боготе (Колум­бия) в 1968 папа Павел VI высту­пил с осуждением революции как метода борьбы против соц. неспра­ведливости. 41-й Е. к. состоялся в Лурде (Франция) в 1980.

ЕВХАРИСТИЯ - см. Причащение.

„ЕДИНАЯ    ЦЕРКОВЬ      („Оne Cherch ) - выходящий раз в 2 ме­сяца на англ. языке журнал, явля­ющийся органом приходов Мос­ковской патриархии, находящихся в США (до 1970 был офиц. орга­ном Североамериканского экзар­хата Московской патриархии, лик­видированного после образования Американской правосл. церкви).

ЕДИНОВЕРИЕ - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения наиболее умеренных старообрядч. кругов, выражавших интересы представи­телей буржуазии, с офиц. Рус. пра­восл. церковью и оформленное в 1800. Единоверцы были подчине­ны Синоду, хотя службу в церквах продолжали совершать по своим правилам. В 19 в. мн. религ. общи­ны и скиты старообрядцев, в т. ч. при Преображенском и Рогожском кладбищах и на р. Иргизе, обраща­лись в Е. насильственно. После Ок­тябрьской революции большин­ство искусственно созданных са­модержавием общин единоверцев распалось.

„ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕ­МИИ НАУК СССР - 7 сборников, издававшихся в 1957-1963. Осно­ван В. Д. Бонч-Бруевичем. 1-й том посвящен происхождению рели­гии, 2-й - возникновению христи­анства, 3-й — истории атеизма, 4-й — критике идеологии правосл. церкви, 5-й - преодолению рели­гии в СССР, 6-й - критике совр. религ. идеологии, 7-й - атеизму в СССР. Ежегодник сыграл положит. роль в пропаганде атеистич. знаний и в науч.-атеистич. вос­питании масс. Значит, часть публиковавшихся в нем материалов не потеряла своей актуальности и в наст. вр.

ЕЗДРА (сер. 5 в. до н. э.) - автор одноименной книги Ветхого заве­та и кодификатор Пятикнижия. Ок. 444 до н. э. Е. переселился из Вавилона в Иерусалим, где вместе с Неемией развернул деятельность по реставрации культа Яхве и во­зобновлению действия запретов и предписаний, содержавшихся в из­вестных к тому времени в.-з. кни­гах. В широком народном собра­нии огласил Пятикнижие. Ему приписываются еще 2 книги, не вошедшие в канон (2 и 3 книги Ездры).

ЕЗИДЫ - см. Йазиды.

ЕККЛЕЗИАСТ (др.-греч. - церков­ник) - одно из наиболее сложных произведений Ветхого завета; тра­диция приписывает авторство Е. царю Соломону, однако науч. кри­тика Библии установила, что Е. был написан в 3 в. до н. э. под вли­янием греч. философии. Создатель Е. избрал форму монолога, к-рая позволяет ему устами героя рас­крыть его внутр. мир. За внутр. монологом владыки, разоблачаю­щим его фальшивую доброту и лживое сочувствие угнетенным, проглядывает лукавое притвор­ство писателя. Е. — книга без сю­жета. В ней отсутствуют картины совр. ей об-ва. Ее автор - не лето­писец и не прозаик. Он - мысли­тель. Е. - произведение многослой­ное. В единый узел здесь сплелись смех отрицания и улыбка утверж­дения, поиск и разочарование, тон­кое наблюдение и мудрое обобще­ние. Восставший против химер иудаизма, автор Е. откровенно вы­ражает свое негативное отношение к теории „того света и небесного суда: „Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (3:19). Он не верит в по­тустороннее царство божье.

ЕКТЕНЬЯ (греч. екtепеiа, букв. - распространение) - род молитв, прошений, входящих в правосл. богослужение. Гл. виды Е.: вели­кая, просительная, сугубая и ма­лая. Кроме 4 гл. Е. есть еще Е. об оглашенных и об умерших. Эти Е. провозглашаются на литургии. При совершении таинств произно­сятся особые Е.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - христ. таинство, совершаемое над больным и заключающееся в про­изнесении определенных молитв, к-рые сопровождаются помазани­ем освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Правосл. цер­ковь учит, что Е. исцеляет челове­ка от телесных и душевных болез­ней и одновременно освобождает от тех грехов, в к-рых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за Е. исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоитель­ное напутствие умирающему. Как по содержанию, так и по форме проведения Е. представляет собой пережиток первобытной лечебной магии.

ЕПАРХИЯ (греч. ерагсhiа - власт­вование, начальствование) - церк.-адм. террит. единица в христ. церк­ви. Руководство Е. осуществляет епарх. архиерей (митрополит, ар­хиепископ, епископ), ответствен­ный перед органами высш. церк. власти за свою деятельность и за состояние Е.

ЕПИСКОП (греч. ерisкороs - над­зиратель, блюститель) - высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архие­реев (патриарх, митрополит, архи­епископ, епископ).

ЕПИСКОПЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - англикан. церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789. Е. ц. строится на основе выборности и признании активной роли мирян в церк. делах. В теологии сильны модернистские и либе­ральные тенденции. В нач. 20 в. активизируется течение ,,соц. евангелие , получает распростра­нение христ. социализм. По соц. составу   Е.   ц.   характеризуется  преобладанием бурж. интеллиген­ции.

ЕПИТИМЬЯ (греч. ерitimion - на­казание) - церк. наказание верую­щих за нарушение церк. канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: про­должительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед ико­ной, крестом и т. п. Используется духовенством для усиления влия­ния на верующих и укрепления их веры.

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. epitrachélion - нашейник) - часть богослу­жебного облачения правосл. свя­щенника. Е. представляет собой надеваемую на шею широкую лен­ту, два длинных конца к-рой спу­скаются в виде передника. Носит­ся под ризой.

ЕРЕСИ (греч. hairesis; первоначаль­но - отбор, позже - учение, шко­ла, религ. секта) - религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктри­ны церкви в вопросах догматики, культа, организации. При феода­лизме, когда во всех сферах ду­ховной жизни господствовала ре­лигия, Е. были религ. формой от­ражения и выражения сосл.-клас. противоречий и конфликтов, часто становились идеологич. знаменем соц.-политич. движений, направ­ленных против существующего об­ществ, строя и защищавшей этот строй офиц. церкви. Понятие „Е. употребляется в основном по от­ношению к различным течениям в христианстве, хотя иногда его употребляют и для характеристи­ки нек-рых направлений в др. ре­лигиях. Христ. Е. воспроизводили идеи первонач. христианства, раз­личных сект периода его становле­ния - николаитов, эбионитов, монтанистов, новатиан. гностиков, манихеев, монархшн, савеллиан и др. Содержание Е. зависело от стадии развития об-ва, от специфи­ки обществ, условий в том или ином регионе и гос-ве, от того, ин­тересы каких сосл.-клас. и этнич. групп выражали, и т. д. По соц. ос­нове и среде распространения вы­деляют крестьянские, городские (бюргерские,   плебейские),  меж сосл.-клас. (бюргерско-дворянские, крестьянско-плебейские) Е. Исходную идейн. основу Е. состав­ляли антитринитаризм (арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, новг.-мос. Е. и др.), дуализм (павликианство, бо­гомильство, катары, альбигойцы, вальденсы и пр.), мистич. пантеизм (амальрикане), мистич. хилиазм (иохамиты) и т. д. Свободомыс­лие нек-рых Е. доходило до при­знания вечности и несотворенно-сти материи (Давид Динанский), извечности мира (Феодосии Ко­сой) . На базе указанных принци­пов отрицались ортодокс, учения о троице, Христе, боговоплоще-нии, искуплении, спасении, грехов­ности, отвергались культ, таин­ства, „святость церкви, монаше­ство, институт духовенства, зем­ной мир объявлялся царством зла, дьявола, антихриста. Церковь и гос. власти жестоко преследовали еретиков. Против них направля­лись энциклики и буллы, их осуж­дали на вселенск. и помести, собо­рах, отлучали от церкви, уничто­жали. Для борьбы с Е. в нач. 13 в. в католич. церкви была создана епископ., а затем и централиз. пап­ская инквизиция. Не менее жесто­кие средства борьбы с Е. применя­лись и правосл. церковью.

ЕРТОВ Иван Данилович (Давыдович) (1777-1828 или после 1835) - рус. философ-самоучка. Придер­живался в своих соч. („Начертание естественных законов происхож­дения вселенной , „Мысли о про­исхождении и образовании ми­ров ) деистич. формы материализ­ма, развивал взгляды, несовмести­мые с библ. картиной мира, религ. догматом о творении мира богом; выдвинул космогонич. гипотезу о происхождении миров из мате­рии; допускал возможность распространения разумной жизни во Вселенной.

ЕССЕИ - см. Эссены.

„ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - учение о религии как о „свойствах человеч. природы . Возн. на осно­ве деизма. Наибольшее распростра­нение получило в 17-18 вв. Основоположник - Герберт Чербери, исходил из существования врож­денных или общих понятий, к-рые определяются как простейшие, первичные, непроизводные и обла­дающие непосредств. убедительно­стью. Рассмотрев с этих позиций существующие религии, Чербери свел „Е. р. к учению, признаю­щему бытие верховного существа, обязательность его почитания пу­тем упражнений в добродетели и благочестии, возможность искуп­ления грехов через раскаяние, а также бессмертие и справедливое возмездие в жизни земной и поту­сторонней. Последователи Чербе­ри пришли позднее к признанию безграничных прав разума. Неод­нородность взглядов привержен­цев „Е. р. выразилась в существо­вании различных направлений в ней. В эпоху борьбы против фео­дализма и засилья офиц. церкви (17 — 18 вв.) „Е. р. служила про-грес. буржуазии удобной и мягкой формой разрыва с религией при формальном ее сохранении. Свое практич. применение „Е. р. нашла во Франции при Робеспьере в по­пытке установления ,,Верховного существа культа (пропагандиста­ми „Е. р. были Руссо и Вольтер); в Германии она проявилась в виде реформист, иудаизма (под влия­нием Моисея Мендельсона). Сто­ронниками „Е. р. были Локк, Тиндаль, Толанд, Лессинг, Герман Реймар. В 19—20вв. к понятию „Е. р. обращались нек-рые пози­тивисты и экзистенциалисты (с фидеистич. целями). Иной смысл в по­нятие „Е. р. вкладывал Л. Фейер­бах, видя в нем первобытн. веро­вания, олицетворяющие силы при­роды.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРВО - пред­ставление, согласно к-рому право коренится в самой природе чело­века. В античной мысли (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, впо­следствии стоики) Е. п. выступает как нравств. идея: нормы морали определяются порядком, органи­зующим все существующее в упо­рядоченный космос. Представле­ние о Е. п. связано с сомнением в состоятельности существующих, санкционированных богами правовых установлений. В христ. мысли (Августин, Фома Аквинский) Е.п. выводит правовые установления (естеств. закон) из „божеств, за­кона , заложенного в человеч. при­роде актом божеств, творения. Позднее понятие „Е. п. разраба­тывалось гл. обр. в католич. теоло­гии. В протестантизме эта концеп­ция либо не была принята, либо опровергалась. Просветители 17-18 вв. создали свое учение о Е. п., выступавшее как орудие идеоло-гич. борьбы против феод, строя и господств, церкви.

ЕСТЕСТВЕННОНАЧНОЕ ОБО­СНОВАНИЕ АТЕИЗМА - доказа­тельство несостоятельности религ. догм и представлений на основе данных естествознания. Прогресс естеств. наук, особенно в Новое время (открытия Коперника, Га­лилея, Ньютона, Ломоносова, Дар­вина, Пастера, Сеченова и мн. др.), подрывал основы религ. миропо­нимания, дал новые аргументы в пользу атеизма. Освобождение естеств.-науч. исследований из-под церк. гнета способствовало форми­рованию материалистич. мировоз­зрения. Естеств.-науч. предпосыл­ки формирования марксистской философии (открытие клетки, за­кона сохранения и превращения энергии, эволюц. теория Дарвина) были и естеств.-науч. обосновани­ем марке, атеизма. Е.-н. о. а., ис­пользующее данные всех естеств. наук - физики, астрономии, хи­мии, биологии, геологии, медици­ны и др., — включает разоблачение религ. идей о сотворении мира и человека, душе и загробной жизни, чудесах, сверхъестеств. силах и т. д. В совр. условиях, когда ре­лиг. апологетами предпринимают­ся многочисленные попытки „со­гласовать религию с естествозна­нием, возрастает роль филос. обоб­щения естеств.-науч. данных: они могут быть противопоставлены религ. картине мира лишь тогда, когда подняты до мировоззренч. и методологич. обобщения. Е.-н. о. а. должно быть неразрывно свя­зано с историч. и социологич. кри­тикой религии, иначе оно риску­ет превратиться в просветитель­ство.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АТЕ­ИЗМ - стихийные атеистич. воззре­ния естествоиспытателей, стоящих на позициях естеств.-науч. матери­ализма. Е.-н. а. неразрывно связан с познанием природы, развитием естеств. наук, внес большой вклад в доказательства несостоятельно­сти осн. положений идеологии ре­лиг. Для Е.-н. а. характерна крити­ка с позиций естеств.-науч. знания креационизма, веры в личного бо­га, в бессмертие души, загробную жизнь, ад и рай и т. п.; много инте­ресных соображений высказывали представители Е.-н. а. о происхож­дении религ. верований. Односто­ронность и ограниченность Е.-н. а. выражаются в его филос. неоформ­ленности, непоследовательности в критике религии, отсутствии материалистич. объяснения соц. корней существования религии, непонимании реальных путей пре­одоления религ. заблуждений. Ес­тествоиспытателям, стоящим на позициях Е.-н. а., присущи терми-нологич. неточности, неадекват­ное употребление филос. понятий. Совр. фидеизм фальсифицирует взгляды таких ученых, пытаясь представить их сторонниками религии. В. И. Ленин отмечал, что апологеты религии и идеализма „ловят малейшую ошибку, малей­шую неточность в выражениях у знаменитых естествоиспытате­лей, чтобы оправдать подновлен­ную защиту фидеизма (т. 18, с. 300-301). Е.-н. а. получил широ­кое распространение в 19-20 вв. в связи с прогрессом естествозна­ния, развитием естеств.-науч. мате­риализма.

ЕСТЕСТВЕННОНАЧНЫЙ МАТЕ­РИАЛЗМ (естеств.-историч. мате­риализм) - стихийные материа­листич. и диалектич. воззрения естествоиспытателей. В. И. Ленин характеризовал Е.:н. м. как „сти­хийное, несознаваемое, неоформ­ленное, философски-бессознатель­ное убеждение подавляющего боль­шинства естествоиспытателей в объективной реальности внешне­го мира (т. 18, с. 367). Е.-н. м. ор­ганически связан с познанием при­роды, развитием естествознания. Для Е.-н. м. характерны стихийная диалектика, признание объектив­ности природы и ее законов, воз­можности познания окружающего мира, обоснование несостоятель­ности религ.-идеалистич. подхода к природе. Ограниченность Е.-н. м. выражается в его филос. неоформ­ленности, в отсутствии последова­тельного решения осн. вопроса фи­лософии, четкого осознания ко­ренной противоположности мате­риализма и идеализма, религ. и материалистич. подхода к истории. Е.-н. м. получил значит, развитие и распространение в 19-20 вв. (Дар­вин, Геккель, Либих, Эйнштейн и др.), Е.-н. м. является основой естеств.-науч. атеизма. В.И.Ленин придавал большое мировоззренч. значение Е.-н. м., рассматривая его как устой, о к-рый „разбиваются все усилия и потуги тысячи и од­ной школки философского идеа­лизма (т. 18, с. 372). Совр. фиде­изм всячески фальсифицирует Е.-н. м., отождествляя его с вульгар­ным и механистич. материализмом. Развитие совр. естествознания тре­бует перехода естествоиспытате­лей на позиции диалектич. матери­ализма. Благотворные последствия такого перехода показала эволю­ция мировоззрения П. Ланжевена, Ф. Жолио-Кюри, Д. Бернала.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - система на­ук о природе, одна из 3 осн. сфер знания (наряду с науками об об-ве и мышлении), естеств.-науч. осно­ва науч.-материалистич. мировоз­зрения. Е. связано с производст­вом и через него оказывает воздей­ствие на жизнь об-ва. Е. влияет на филос. материализм и диалектико-материалистич. понимание приро­ды, участвует в создании науч. картины мира. Развитие Е. разру­шило религ. картину мира (Копер­ник, Галилей, Ньютон), дало ес­теств.-науч. обоснование принципа неуничтожимости и несотворимости материи. Дарвинизм создал на­уч. теорию эволюции, опроверг телеологию и креационизм. Разви­тие физиологии (Сеченов, Павлов) подготовило естеств.-науч. обоснование материалистич. психологии и диалектико-материалистич. тео­рии отражения. Революция в Е. на рубеже 19-20 вв. (Планк, Эйн­штейн), углубив представления о структуре материи, ее связях с движением, временем, простран­ством и т. д., способствовала раз­витию науч. мировоззрения. Важ­ное материалистич. значение име­ют достижения биологии, особенно генетики, раскрывшей наследст­венные механизмы самовоспроиз­водства и эволюции живого. Зна­чительно обогатила картину мира совр. астрономия. Идеологич. борь­ба вокруг достижений Е. подтверж­дает положение В. И. Ленина, что „естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую бешеную борьбу (т. 17, с. 17). Совр. фидеизм стре­мится нейтрализовать материали­стич. выводы из данных Е., обосно­вать возможность его союза с ре­лигией. Весь ход развития Е. пока­зывает, что оно является верным союзником филос. материализма в борьбе с религией и идеализмом, за создание науч. мировоззрения. Объективные внутр. процессы диф­ференциации и интеграции превра­тили Е. из совокупности отд. наук в целостную всеохватывающую си­стему знаний о природе, противо­стоящую религ. мировоззрению. Растет атеистич. потенциал Е., к-рое обогащает принцип материального единства мира, опровергающий ре­лиг. мировоззрение в целом.

ЕШИБОТ (от jeschibah - собрание учащихся под председательством „старейшего ) - иуд. высш. шко­ла по подготовке гл. обр. равви­нов. Е. возн. в Вавилонии, Палести­не, Египте в период формирования Талмуда. В России Е. появились в 19 в. и делились на 2 вида: местн., дополнявшие хедеры и талмудторы, и общеиуд. значения. Послед­ние получили статус высш. уч. за­ведений с 4-6-летним обучением. В наст. вр. Е. имеется при Москов­ской хоральной синагоге.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Словарь Атеиста:

МАВ - МАУ

„MA , или „пять ма — объекты почитания в тантризме: мадья (вино), манса (мясо) , матсья (ры­ба) , мудра (жареная пшеница) и майтхуна (половое сношение). МАВЛЮД (араб. - рождение; мавлюд ан На...

Авторизация



Движение атеизма:

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Открытое письмо Атеистического общества Москвы

News image

президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру М. М...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...