Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЕВА - ЕШИ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЕВА (др.-евр. Хава - источник жизни) - согласно Библии - пер­вая женщина на земле, жена Ада­ма, праматерь человечества. Оболь­щенная змеем, Е. съела сама и уго­ворила Адама съесть плод с запрет­ного дерева. За ослушание бог проклял первых людей и все их потомство. Библейский миф о Е. восходит к др.-месопотамскому мифу.

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ (от греч. euangélion - благая весть) - термин, употребляемый для обозначения деятельности, направленной на об­ращение народов и отд. людей в христианство. Для обоснования Е. церковь использует приведен­ный в Евангелии от Матфея завет Христа своим ученикам: „Идите, научите все народы, крестя их (28:19). В период колониальных захватов и вплоть до вт. пол. 20 в. задачу Е. церковь решала при по­мощи миссионеров, занимавшихся пропагандой христианства и обра­щением местн. населения в христ. веру. Крах колониальной системы империализма обусловил необхо­димость использования церковью новых методов Е., приспособле­ния к изменившимся соц.-поли-тич. условиям в освободившихся от колониального гнета странах Азии и Африки. После второй мир. войны термин „Е. употребляется также для обозначения усилий ка-толич. церкви, направленных на укрепление ее позиции в тех слоях населения, где активнее всего идет процесс секуляризации, напр, сре­ди рабочих, молодежи и т. д. Воп­росы Е. рассматривались на II Вати­канском соборе. В составе курии римск. действует конгрегация Е. народов. Она руководит совр. мис­сионерской деятельностью католич.церкви.

ЕВАНГЕЛИСТЫ - согласно церк. традиции — авторы жизнеописаний Иисуса Христа - евангелий. Авто­рами канонич. евангелий считаются Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Историч. исследования показыва­ют, что евангелия, вероятно, скла­дывались в кон. 1 - нач. 2 в., т. е. позже времени жизни тех лиц, к-рым приписывается христ. пре­данием авторство евангелий.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ  ЦЕРКВИ   - др. название лютеран, церквей (см. Лютеранство); так же называются объединения различных протест, церквей, гл. роль в к-рых играет лютеранство.

ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euangélion - благая весть) - ранние христ. пи­сания, рассказывающие о леген­дарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение хри­стиан распространялось устно. Пер­выми, вероятно, были записаны „речения Иисуса (логии) - отд. высказывания, приписанные осно­вателю христианства. Затем из раз­ных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе к-рых ле­жало учение об искупительной смерти и воскресении Иисуса. Ав­торство приписывалось ученикам Иисуса — апостолам или ближай­шим ученикам этих учеников. Е. создавались различными христ. группами начиная примерно со вт. пол. 1 в. и до 4 в. Кроме 4 Е., во­шедших в канонич. текст Нового завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 раз­ных Е. Фомы и многие др. Нек-рые Е. имели несколько версий: упоминаются у христ. писателей арамейская версия Е. от Матфея, 3 версии Е. от Марка. Ныне изве­стны полные тексты 3 Е., не при­знанных церковью канонически­ми: Фомы, Филиппа и Истины, от­ражающие учения гностиков. Н.-з. Е. были написаны на греч. языке, по-видимому за пределами Пале­стины. Из 4 признанных церковью евангелистов только 2, согласно христ. легенде, - ученики Иисуса; Лука, по преданию, был спутни­ком апостола Павла, Марк - Пет­ра. Первые 3 Е. во многом схожи, они имели общие устные и пись­менные источники. В науке их на­зывают синоптическими. Самое краткое из синоптич. Е. - Е. от Марка. В нем отсутствуют расска­зы о непорочном зачатии и чудес­ном рождении Иисуса. Это Е. уче­ные считают самым ранним из ка­нонич. Е. От синоптич. Е. резко отличается и по содержанию и по стилю Е. от Иоанна. Долгое время в науке его считали самым позд­ним из 4 Е. Но в Египте был обна­ружен фрагмент этого Е. на папи­русе, относящийся к перв. трети 2 в. Е. от Матфея больше связано с иудео-христианами, Е. от Луки обращено к христианам из неиуде­ев; в этом Е. более резко звучат выпады против богатых („блажен­ны нищие ; в Е. от Матфея: „бла­женны нищие духом ). В Е. от Иоанна просматриваются идеи гно­стицизма. Е. по-разному излагают события (напр., по Марку, пропо­ведь Иисуса длилась 1 год, по Иоанну — ок. 4 лет, у Матфея и Луки даются разные родословные Иисуса и т. п.). В основе морально­го учения всех Е. лежит проповедь смирения.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ    ХРИСТИАНЕ, евангелисты - одно из течений в протестантизме, близкое к бап­тизму. Вероучение Е. х. в отличие от баптистов основывается лишь на евангелиях (отсюда и название). Е. х. считают, что спасение совер­шилось и все уверовавшие во Хри­ста спасены; спасение дается чело­веку без всякого содействия с его стороны, при помощи одной лишь веры в искупительную жертву Христа. В России Е. х. получают распространение со вт. пол. 19 в. под названием редстокистов (от имени лорда Г. Редстока, прибыв­шего в 1874 в Петербург и пропа­гандировавшего евангелизм), за­тем пашковцев (по имени одного из руководителей Е. х. В. А. Паш­кова) . Октябрьскую революцию руководители Е. х. встретили враждебно, но в 20-х гг. под дав­лением рядовых верующих встали на лояльные позиции по отношению к Сов. гос-ву. В 1944 Е. х. объединились с баптистами, обра­зовав ныне действующ, союз еванг. христиан-баптистов.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ (ЕХБ) - церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 баптистов и еванг. христиан. В 1945 к ней при­соединилась часть пятидесятников, а в 1963 - ряд общин „братских меннонитов . Возглавляется Все-союзн. советом еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ), избираемым съездом.

ЕВГЕМЕРЗМ - см. Эвгемеризм.

ЕВНОМИАНЕ  -  см. Арианство.

ЕВСЕВИЙ ПАМФИЛ (Кесарийский) (ок. 263 - ок.340) - римск. церк. писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской с 311. Гл. произведения: „Приготовления к Евангелию , „Церковная история (история христианства до 324), „Житие императора Константина . Одним из первых христ. писателей сделал попытку согласовать дости­жения античной науки с интереса­ми церкви.

ЕВТИХИЙ (5 в.) - константиноп. архимандрит, основатель монофизитства. Е. отвергал соединение 2 начал (божеств, ичеловеч.) в Хри­сте. По учению Е., человеческое в Христе было совершенно погло­щено божественным, и он имел лишь кажущуюся плоть. Т. о., Е. признавал Христа богом, а не бо­гочеловеком, как ортодокс, цер­ковь. Константиноп. собором (448) учение Е. было осуждено как ересь, а он сам низложен.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕС­СЫ - международ, съезды католич. богословов, созываемые Ватика­ном регулярно каждые 4 года в раз­личных городах мира. Свое назва­ние Е. к. получили в прошлом ве­ке из-за важного значения, прида­ваемого в католич. теологии и культе таинству евхаристии. На Е. к., проходящих с участием вы­соких представителей „св. престо­ла ,   рассматриваются   вопросы, связанные с разработкой всех от­раслей католич. богословия, при­способлением католич. доктрины и практики к совр. условиям, борьбой против атеизма. Е. к. не­однократно использовались для пропаганды клерик. антикомму­низма. На Е. к. в Боготе (Колум­бия) в 1968 папа Павел VI высту­пил с осуждением революции как метода борьбы против соц. неспра­ведливости. 41-й Е. к. состоялся в Лурде (Франция) в 1980.

ЕВХАРИСТИЯ - см. Причащение.

„ЕДИНАЯ    ЦЕРКОВЬ      („Оne Cherch ) - выходящий раз в 2 ме­сяца на англ. языке журнал, явля­ющийся органом приходов Мос­ковской патриархии, находящихся в США (до 1970 был офиц. орга­ном Североамериканского экзар­хата Московской патриархии, лик­видированного после образования Американской правосл. церкви).

ЕДИНОВЕРИЕ - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения наиболее умеренных старообрядч. кругов, выражавших интересы представи­телей буржуазии, с офиц. Рус. пра­восл. церковью и оформленное в 1800. Единоверцы были подчине­ны Синоду, хотя службу в церквах продолжали совершать по своим правилам. В 19 в. мн. религ. общи­ны и скиты старообрядцев, в т. ч. при Преображенском и Рогожском кладбищах и на р. Иргизе, обраща­лись в Е. насильственно. После Ок­тябрьской революции большин­ство искусственно созданных са­модержавием общин единоверцев распалось.

„ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕ­МИИ НАУК СССР - 7 сборников, издававшихся в 1957-1963. Осно­ван В. Д. Бонч-Бруевичем. 1-й том посвящен происхождению рели­гии, 2-й - возникновению христи­анства, 3-й — истории атеизма, 4-й — критике идеологии правосл. церкви, 5-й - преодолению рели­гии в СССР, 6-й - критике совр. религ. идеологии, 7-й - атеизму в СССР. Ежегодник сыграл положит. роль в пропаганде атеистич. знаний и в науч.-атеистич. вос­питании масс. Значит, часть публиковавшихся в нем материалов не потеряла своей актуальности и в наст. вр.

ЕЗДРА (сер. 5 в. до н. э.) - автор одноименной книги Ветхого заве­та и кодификатор Пятикнижия. Ок. 444 до н. э. Е. переселился из Вавилона в Иерусалим, где вместе с Неемией развернул деятельность по реставрации культа Яхве и во­зобновлению действия запретов и предписаний, содержавшихся в из­вестных к тому времени в.-з. кни­гах. В широком народном собра­нии огласил Пятикнижие. Ему приписываются еще 2 книги, не вошедшие в канон (2 и 3 книги Ездры).

ЕЗИДЫ - см. Йазиды.

ЕККЛЕЗИАСТ (др.-греч. - церков­ник) - одно из наиболее сложных произведений Ветхого завета; тра­диция приписывает авторство Е. царю Соломону, однако науч. кри­тика Библии установила, что Е. был написан в 3 в. до н. э. под вли­янием греч. философии. Создатель Е. избрал форму монолога, к-рая позволяет ему устами героя рас­крыть его внутр. мир. За внутр. монологом владыки, разоблачаю­щим его фальшивую доброту и лживое сочувствие угнетенным, проглядывает лукавое притвор­ство писателя. Е. — книга без сю­жета. В ней отсутствуют картины совр. ей об-ва. Ее автор - не лето­писец и не прозаик. Он - мысли­тель. Е. - произведение многослой­ное. В единый узел здесь сплелись смех отрицания и улыбка утверж­дения, поиск и разочарование, тон­кое наблюдение и мудрое обобще­ние. Восставший против химер иудаизма, автор Е. откровенно вы­ражает свое негативное отношение к теории „того света и небесного суда: „Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (3:19). Он не верит в по­тустороннее царство божье.

ЕКТЕНЬЯ (греч. екtепеiа, букв. - распространение) - род молитв, прошений, входящих в правосл. богослужение. Гл. виды Е.: вели­кая, просительная, сугубая и ма­лая. Кроме 4 гл. Е. есть еще Е. об оглашенных и об умерших. Эти Е. провозглашаются на литургии. При совершении таинств произно­сятся особые Е.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - христ. таинство, совершаемое над больным и заключающееся в про­изнесении определенных молитв, к-рые сопровождаются помазани­ем освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Правосл. цер­ковь учит, что Е. исцеляет челове­ка от телесных и душевных болез­ней и одновременно освобождает от тех грехов, в к-рых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за Е. исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоитель­ное напутствие умирающему. Как по содержанию, так и по форме проведения Е. представляет собой пережиток первобытной лечебной магии.

ЕПАРХИЯ (греч. ерагсhiа - власт­вование, начальствование) - церк.-адм. террит. единица в христ. церк­ви. Руководство Е. осуществляет епарх. архиерей (митрополит, ар­хиепископ, епископ), ответствен­ный перед органами высш. церк. власти за свою деятельность и за состояние Е.

ЕПИСКОП (греч. ерisкороs - над­зиратель, блюститель) - высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архие­реев (патриарх, митрополит, архи­епископ, епископ).

ЕПИСКОПЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - англикан. церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789. Е. ц. строится на основе выборности и признании активной роли мирян в церк. делах. В теологии сильны модернистские и либе­ральные тенденции. В нач. 20 в. активизируется течение ,,соц. евангелие , получает распростра­нение христ. социализм. По соц. составу   Е.   ц.   характеризуется  преобладанием бурж. интеллиген­ции.

ЕПИТИМЬЯ (греч. ерitimion - на­казание) - церк. наказание верую­щих за нарушение церк. канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: про­должительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед ико­ной, крестом и т. п. Используется духовенством для усиления влия­ния на верующих и укрепления их веры.

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. epitrachélion - нашейник) - часть богослу­жебного облачения правосл. свя­щенника. Е. представляет собой надеваемую на шею широкую лен­ту, два длинных конца к-рой спу­скаются в виде передника. Носит­ся под ризой.

ЕРЕСИ (греч. hairesis; первоначаль­но - отбор, позже - учение, шко­ла, религ. секта) - религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктри­ны церкви в вопросах догматики, культа, организации. При феода­лизме, когда во всех сферах ду­ховной жизни господствовала ре­лигия, Е. были религ. формой от­ражения и выражения сосл.-клас. противоречий и конфликтов, часто становились идеологич. знаменем соц.-политич. движений, направ­ленных против существующего об­ществ, строя и защищавшей этот строй офиц. церкви. Понятие „Е. употребляется в основном по от­ношению к различным течениям в христианстве, хотя иногда его употребляют и для характеристи­ки нек-рых направлений в др. ре­лигиях. Христ. Е. воспроизводили идеи первонач. христианства, раз­личных сект периода его становле­ния - николаитов, эбионитов, монтанистов, новатиан. гностиков, манихеев, монархшн, савеллиан и др. Содержание Е. зависело от стадии развития об-ва, от специфи­ки обществ, условий в том или ином регионе и гос-ве, от того, ин­тересы каких сосл.-клас. и этнич. групп выражали, и т. д. По соц. ос­нове и среде распространения вы­деляют крестьянские, городские (бюргерские,   плебейские),  меж сосл.-клас. (бюргерско-дворянские, крестьянско-плебейские) Е. Исходную идейн. основу Е. состав­ляли антитринитаризм (арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, новг.-мос. Е. и др.), дуализм (павликианство, бо­гомильство, катары, альбигойцы, вальденсы и пр.), мистич. пантеизм (амальрикане), мистич. хилиазм (иохамиты) и т. д. Свободомыс­лие нек-рых Е. доходило до при­знания вечности и несотворенно-сти материи (Давид Динанский), извечности мира (Феодосии Ко­сой) . На базе указанных принци­пов отрицались ортодокс, учения о троице, Христе, боговоплоще-нии, искуплении, спасении, грехов­ности, отвергались культ, таин­ства, „святость церкви, монаше­ство, институт духовенства, зем­ной мир объявлялся царством зла, дьявола, антихриста. Церковь и гос. власти жестоко преследовали еретиков. Против них направля­лись энциклики и буллы, их осуж­дали на вселенск. и помести, собо­рах, отлучали от церкви, уничто­жали. Для борьбы с Е. в нач. 13 в. в католич. церкви была создана епископ., а затем и централиз. пап­ская инквизиция. Не менее жесто­кие средства борьбы с Е. применя­лись и правосл. церковью.

ЕРТОВ Иван Данилович (Давыдович) (1777-1828 или после 1835) - рус. философ-самоучка. Придер­живался в своих соч. („Начертание естественных законов происхож­дения вселенной , „Мысли о про­исхождении и образовании ми­ров ) деистич. формы материализ­ма, развивал взгляды, несовмести­мые с библ. картиной мира, религ. догматом о творении мира богом; выдвинул космогонич. гипотезу о происхождении миров из мате­рии; допускал возможность распространения разумной жизни во Вселенной.

ЕССЕИ - см. Эссены.

„ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - учение о религии как о „свойствах человеч. природы . Возн. на осно­ве деизма. Наибольшее распростра­нение получило в 17-18 вв. Основоположник - Герберт Чербери, исходил из существования врож­денных или общих понятий, к-рые определяются как простейшие, первичные, непроизводные и обла­дающие непосредств. убедительно­стью. Рассмотрев с этих позиций существующие религии, Чербери свел „Е. р. к учению, признаю­щему бытие верховного существа, обязательность его почитания пу­тем упражнений в добродетели и благочестии, возможность искуп­ления грехов через раскаяние, а также бессмертие и справедливое возмездие в жизни земной и поту­сторонней. Последователи Чербе­ри пришли позднее к признанию безграничных прав разума. Неод­нородность взглядов привержен­цев „Е. р. выразилась в существо­вании различных направлений в ней. В эпоху борьбы против фео­дализма и засилья офиц. церкви (17 — 18 вв.) „Е. р. служила про-грес. буржуазии удобной и мягкой формой разрыва с религией при формальном ее сохранении. Свое практич. применение „Е. р. нашла во Франции при Робеспьере в по­пытке установления ,,Верховного существа культа (пропагандиста­ми „Е. р. были Руссо и Вольтер); в Германии она проявилась в виде реформист, иудаизма (под влия­нием Моисея Мендельсона). Сто­ронниками „Е. р. были Локк, Тиндаль, Толанд, Лессинг, Герман Реймар. В 19—20вв. к понятию „Е. р. обращались нек-рые пози­тивисты и экзистенциалисты (с фидеистич. целями). Иной смысл в по­нятие „Е. р. вкладывал Л. Фейер­бах, видя в нем первобытн. веро­вания, олицетворяющие силы при­роды.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРВО - пред­ставление, согласно к-рому право коренится в самой природе чело­века. В античной мысли (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, впо­следствии стоики) Е. п. выступает как нравств. идея: нормы морали определяются порядком, органи­зующим все существующее в упо­рядоченный космос. Представле­ние о Е. п. связано с сомнением в состоятельности существующих, санкционированных богами правовых установлений. В христ. мысли (Августин, Фома Аквинский) Е.п. выводит правовые установления (естеств. закон) из „божеств, за­кона , заложенного в человеч. при­роде актом божеств, творения. Позднее понятие „Е. п. разраба­тывалось гл. обр. в католич. теоло­гии. В протестантизме эта концеп­ция либо не была принята, либо опровергалась. Просветители 17-18 вв. создали свое учение о Е. п., выступавшее как орудие идеоло-гич. борьбы против феод, строя и господств, церкви.

ЕСТЕСТВЕННОНАЧНОЕ ОБО­СНОВАНИЕ АТЕИЗМА - доказа­тельство несостоятельности религ. догм и представлений на основе данных естествознания. Прогресс естеств. наук, особенно в Новое время (открытия Коперника, Га­лилея, Ньютона, Ломоносова, Дар­вина, Пастера, Сеченова и мн. др.), подрывал основы религ. миропо­нимания, дал новые аргументы в пользу атеизма. Освобождение естеств.-науч. исследований из-под церк. гнета способствовало форми­рованию материалистич. мировоз­зрения. Естеств.-науч. предпосыл­ки формирования марксистской философии (открытие клетки, за­кона сохранения и превращения энергии, эволюц. теория Дарвина) были и естеств.-науч. обосновани­ем марке, атеизма. Е.-н. о. а., ис­пользующее данные всех естеств. наук - физики, астрономии, хи­мии, биологии, геологии, медици­ны и др., — включает разоблачение религ. идей о сотворении мира и человека, душе и загробной жизни, чудесах, сверхъестеств. силах и т. д. В совр. условиях, когда ре­лиг. апологетами предпринимают­ся многочисленные попытки „со­гласовать религию с естествозна­нием, возрастает роль филос. обоб­щения естеств.-науч. данных: они могут быть противопоставлены религ. картине мира лишь тогда, когда подняты до мировоззренч. и методологич. обобщения. Е.-н. о. а. должно быть неразрывно свя­зано с историч. и социологич. кри­тикой религии, иначе оно риску­ет превратиться в просветитель­ство.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АТЕ­ИЗМ - стихийные атеистич. воззре­ния естествоиспытателей, стоящих на позициях естеств.-науч. матери­ализма. Е.-н. а. неразрывно связан с познанием природы, развитием естеств. наук, внес большой вклад в доказательства несостоятельно­сти осн. положений идеологии ре­лиг. Для Е.-н. а. характерна крити­ка с позиций естеств.-науч. знания креационизма, веры в личного бо­га, в бессмертие души, загробную жизнь, ад и рай и т. п.; много инте­ресных соображений высказывали представители Е.-н. а. о происхож­дении религ. верований. Односто­ронность и ограниченность Е.-н. а. выражаются в его филос. неоформ­ленности, непоследовательности в критике религии, отсутствии материалистич. объяснения соц. корней существования религии, непонимании реальных путей пре­одоления религ. заблуждений. Ес­тествоиспытателям, стоящим на позициях Е.-н. а., присущи терми-нологич. неточности, неадекват­ное употребление филос. понятий. Совр. фидеизм фальсифицирует взгляды таких ученых, пытаясь представить их сторонниками религии. В. И. Ленин отмечал, что апологеты религии и идеализма „ловят малейшую ошибку, малей­шую неточность в выражениях у знаменитых естествоиспытате­лей, чтобы оправдать подновлен­ную защиту фидеизма (т. 18, с. 300-301). Е.-н. а. получил широ­кое распространение в 19-20 вв. в связи с прогрессом естествозна­ния, развитием естеств.-науч. мате­риализма.

ЕСТЕСТВЕННОНАЧНЫЙ МАТЕ­РИАЛЗМ (естеств.-историч. мате­риализм) - стихийные материа­листич. и диалектич. воззрения естествоиспытателей. В. И. Ленин характеризовал Е.:н. м. как „сти­хийное, несознаваемое, неоформ­ленное, философски-бессознатель­ное убеждение подавляющего боль­шинства естествоиспытателей в объективной реальности внешне­го мира (т. 18, с. 367). Е.-н. м. ор­ганически связан с познанием при­роды, развитием естествознания. Для Е.-н. м. характерны стихийная диалектика, признание объектив­ности природы и ее законов, воз­можности познания окружающего мира, обоснование несостоятель­ности религ.-идеалистич. подхода к природе. Ограниченность Е.-н. м. выражается в его филос. неоформ­ленности, в отсутствии последова­тельного решения осн. вопроса фи­лософии, четкого осознания ко­ренной противоположности мате­риализма и идеализма, религ. и материалистич. подхода к истории. Е.-н. м. получил значит, развитие и распространение в 19-20 вв. (Дар­вин, Геккель, Либих, Эйнштейн и др.), Е.-н. м. является основой естеств.-науч. атеизма. В.И.Ленин придавал большое мировоззренч. значение Е.-н. м., рассматривая его как устой, о к-рый „разбиваются все усилия и потуги тысячи и од­ной школки философского идеа­лизма (т. 18, с. 372). Совр. фиде­изм всячески фальсифицирует Е.-н. м., отождествляя его с вульгар­ным и механистич. материализмом. Развитие совр. естествознания тре­бует перехода естествоиспытате­лей на позиции диалектич. матери­ализма. Благотворные последствия такого перехода показала эволю­ция мировоззрения П. Ланжевена, Ф. Жолио-Кюри, Д. Бернала.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - система на­ук о природе, одна из 3 осн. сфер знания (наряду с науками об об-ве и мышлении), естеств.-науч. осно­ва науч.-материалистич. мировоз­зрения. Е. связано с производст­вом и через него оказывает воздей­ствие на жизнь об-ва. Е. влияет на филос. материализм и диалектико-материалистич. понимание приро­ды, участвует в создании науч. картины мира. Развитие Е. разру­шило религ. картину мира (Копер­ник, Галилей, Ньютон), дало ес­теств.-науч. обоснование принципа неуничтожимости и несотворимости материи. Дарвинизм создал на­уч. теорию эволюции, опроверг телеологию и креационизм. Разви­тие физиологии (Сеченов, Павлов) подготовило естеств.-науч. обоснование материалистич. психологии и диалектико-материалистич. тео­рии отражения. Революция в Е. на рубеже 19-20 вв. (Планк, Эйн­штейн), углубив представления о структуре материи, ее связях с движением, временем, простран­ством и т. д., способствовала раз­витию науч. мировоззрения. Важ­ное материалистич. значение име­ют достижения биологии, особенно генетики, раскрывшей наследст­венные механизмы самовоспроиз­водства и эволюции живого. Зна­чительно обогатила картину мира совр. астрономия. Идеологич. борь­ба вокруг достижений Е. подтверж­дает положение В. И. Ленина, что „естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую бешеную борьбу (т. 17, с. 17). Совр. фидеизм стре­мится нейтрализовать материали­стич. выводы из данных Е., обосно­вать возможность его союза с ре­лигией. Весь ход развития Е. пока­зывает, что оно является верным союзником филос. материализма в борьбе с религией и идеализмом, за создание науч. мировоззрения. Объективные внутр. процессы диф­ференциации и интеграции превра­тили Е. из совокупности отд. наук в целостную всеохватывающую си­стему знаний о природе, противо­стоящую религ. мировоззрению. Растет атеистич. потенциал Е., к-рое обогащает принцип материального единства мира, опровергающий ре­лиг. мировоззрение в целом.

ЕШИБОТ (от jeschibah - собрание учащихся под председательством „старейшего ) - иуд. высш. шко­ла по подготовке гл. обр. равви­нов. Е. возн. в Вавилонии, Палести­не, Египте в период формирования Талмуда. В России Е. появились в 19 в. и делились на 2 вида: местн., дополнявшие хедеры и талмудторы, и общеиуд. значения. Послед­ние получили статус высш. уч. за­ведений с 4-6-летним обучением. В наст. вр. Е. имеется при Москов­ской хоральной синагоге.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Словарь Атеиста:

ЮБИ - ЮРО

ЮБИЛЕЙНЫЕ  (СВЯТЫЕ) ГОДЫ - первоначально - официаль­но установленные папой Бонифа­цием VIIIв 1300 столетние юби­леи церкви. Однако уже в 1343 интервал между Ю. г. был сокра­щен до 50 лет, а в 13...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...