ЕВА - ЕШИ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЕВА (др.-евр. Хава - источник жизни) - согласно Библии - первая женщина на земле, жена Адама, праматерь человечества. Обольщенная змеем, Е. съела сама и уговорила Адама съесть плод с запретного дерева. За ослушание бог проклял первых людей и все их потомство. Библейский миф о Е. восходит к др.-месопотамскому мифу.
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ (от греч. euangélion - благая весть) - термин, употребляемый для обозначения деятельности, направленной на обращение народов и отд. людей в христианство. Для обоснования Е. церковь использует приведенный в Евангелии от Матфея завет Христа своим ученикам: „Идите, научите все народы, крестя их (28:19). В период колониальных захватов и вплоть до вт. пол. 20 в. задачу Е. церковь решала при помощи миссионеров, занимавшихся пропагандой христианства и обращением местн. населения в христ. веру. Крах колониальной системы империализма обусловил необходимость использования церковью новых методов Е., приспособления к изменившимся соц.-поли-тич. условиям в освободившихся от колониального гнета странах Азии и Африки. После второй мир. войны термин „Е. употребляется также для обозначения усилий ка-толич. церкви, направленных на укрепление ее позиции в тех слоях населения, где активнее всего идет процесс секуляризации, напр, среди рабочих, молодежи и т. д. Вопросы Е. рассматривались на II Ватиканском соборе. В составе курии римск. действует конгрегация Е. народов. Она руководит совр. миссионерской деятельностью католич.церкви.
ЕВАНГЕЛИСТЫ - согласно церк. традиции — авторы жизнеописаний Иисуса Христа - евангелий. Авторами канонич. евангелий считаются Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Историч. исследования показывают, что евангелия, вероятно, складывались в кон. 1 - нач. 2 в., т. е. позже времени жизни тех лиц, к-рым приписывается христ. преданием авторство евангелий.
ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ - др. название лютеран, церквей (см. Лютеранство); так же называются объединения различных протест, церквей, гл. роль в к-рых играет лютеранство.
ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euangélion - благая весть) - ранние христ. писания, рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны „речения Иисуса (логии) - отд. высказывания, приписанные основателю христианства. Затем из разных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе к-рых лежало учение об искупительной смерти и воскресении Иисуса. Авторство приписывалось ученикам Иисуса — апостолам или ближайшим ученикам этих учеников. Е. создавались различными христ. группами начиная примерно со вт. пол. 1 в. и до 4 в. Кроме 4 Е., вошедших в канонич. текст Нового завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Е. Фомы и многие др. Нек-рые Е. имели несколько версий: упоминаются у христ. писателей арамейская версия Е. от Матфея, 3 версии Е. от Марка. Ныне известны полные тексты 3 Е., не признанных церковью каноническими: Фомы, Филиппа и Истины, отражающие учения гностиков. Н.-з. Е. были написаны на греч. языке, по-видимому за пределами Палестины. Из 4 признанных церковью евангелистов только 2, согласно христ. легенде, - ученики Иисуса; Лука, по преданию, был спутником апостола Павла, Марк - Петра. Первые 3 Е. во многом схожи, они имели общие устные и письменные источники. В науке их называют синоптическими. Самое краткое из синоптич. Е. - Е. от Марка. В нем отсутствуют рассказы о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. Это Е. ученые считают самым ранним из канонич. Е. От синоптич. Е. резко отличается и по содержанию и по стилю Е. от Иоанна. Долгое время в науке его считали самым поздним из 4 Е. Но в Египте был обнаружен фрагмент этого Е. на папирусе, относящийся к перв. трети 2 в. Е. от Матфея больше связано с иудео-христианами, Е. от Луки обращено к христианам из неиудеев; в этом Е. более резко звучат выпады против богатых („блаженны нищие ; в Е. от Матфея: „блаженны нищие духом ). В Е. от Иоанна просматриваются идеи гностицизма. Е. по-разному излагают события (напр., по Марку, проповедь Иисуса длилась 1 год, по Иоанну — ок. 4 лет, у Матфея и Луки даются разные родословные Иисуса и т. п.). В основе морального учения всех Е. лежит проповедь смирения.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ, евангелисты - одно из течений в протестантизме, близкое к баптизму. Вероучение Е. х. в отличие от баптистов основывается лишь на евангелиях (отсюда и название). Е. х. считают, что спасение совершилось и все уверовавшие во Христа спасены; спасение дается человеку без всякого содействия с его стороны, при помощи одной лишь веры в искупительную жертву Христа. В России Е. х. получают распространение со вт. пол. 19 в. под названием редстокистов (от имени лорда Г. Редстока, прибывшего в 1874 в Петербург и пропагандировавшего евангелизм), затем пашковцев (по имени одного из руководителей Е. х. В. А. Пашкова) . Октябрьскую революцию руководители Е. х. встретили враждебно, но в 20-х гг. под давлением рядовых верующих встали на лояльные позиции по отношению к Сов. гос-ву. В 1944 Е. х. объединились с баптистами, образовав ныне действующ, союз еванг. христиан-баптистов.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ (ЕХБ) - церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 баптистов и еванг. христиан. В 1945 к ней присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 - ряд общин „братских меннонитов . Возглавляется Все-союзн. советом еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ), избираемым съездом.
ЕВГЕМЕРЗМ - см. Эвгемеризм.
ЕВНОМИАНЕ - см. Арианство.
ЕВСЕВИЙ ПАМФИЛ (Кесарийский) (ок. 263 - ок.340) - римск. церк. писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской с 311. Гл. произведения: „Приготовления к Евангелию , „Церковная история (история христианства до 324), „Житие императора Константина . Одним из первых христ. писателей сделал попытку согласовать достижения античной науки с интересами церкви.
ЕВТИХИЙ (5 в.) - константиноп. архимандрит, основатель монофизитства. Е. отвергал соединение 2 начал (божеств, ичеловеч.) в Христе. По учению Е., человеческое в Христе было совершенно поглощено божественным, и он имел лишь кажущуюся плоть. Т. о., Е. признавал Христа богом, а не богочеловеком, как ортодокс, церковь. Константиноп. собором (448) учение Е. было осуждено как ересь, а он сам низложен.
ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ - международ, съезды католич. богословов, созываемые Ватиканом регулярно каждые 4 года в различных городах мира. Свое название Е. к. получили в прошлом веке из-за важного значения, придаваемого в католич. теологии и культе таинству евхаристии. На Е. к., проходящих с участием высоких представителей „св. престола , рассматриваются вопросы, связанные с разработкой всех отраслей католич. богословия, приспособлением католич. доктрины и практики к совр. условиям, борьбой против атеизма. Е. к. неоднократно использовались для пропаганды клерик. антикоммунизма. На Е. к. в Боготе (Колумбия) в 1968 папа Павел VI выступил с осуждением революции как метода борьбы против соц. несправедливости. 41-й Е. к. состоялся в Лурде (Франция) в 1980.
ЕВХАРИСТИЯ - см. Причащение.
„ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ („Оne Cherch ) - выходящий раз в 2 месяца на англ. языке журнал, являющийся органом приходов Московской патриархии, находящихся в США (до 1970 был офиц. органом Североамериканского экзархата Московской патриархии, ликвидированного после образования Американской правосл. церкви).
ЕДИНОВЕРИЕ - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения наиболее умеренных старообрядч. кругов, выражавших интересы представителей буржуазии, с офиц. Рус. правосл. церковью и оформленное в 1800. Единоверцы были подчинены Синоду, хотя службу в церквах продолжали совершать по своим правилам. В 19 в. мн. религ. общины и скиты старообрядцев, в т. ч. при Преображенском и Рогожском кладбищах и на р. Иргизе, обращались в Е. насильственно. После Октябрьской революции большинство искусственно созданных самодержавием общин единоверцев распалось.
„ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР - 7 сборников, издававшихся в 1957-1963. Основан В. Д. Бонч-Бруевичем. 1-й том посвящен происхождению религии, 2-й - возникновению христианства, 3-й — истории атеизма, 4-й — критике идеологии правосл. церкви, 5-й - преодолению религии в СССР, 6-й - критике совр. религ. идеологии, 7-й - атеизму в СССР. Ежегодник сыграл положит. роль в пропаганде атеистич. знаний и в науч.-атеистич. воспитании масс. Значит, часть публиковавшихся в нем материалов не потеряла своей актуальности и в наст. вр.
ЕЗДРА (сер. 5 в. до н. э.) - автор одноименной книги Ветхого завета и кодификатор Пятикнижия. Ок. 444 до н. э. Е. переселился из Вавилона в Иерусалим, где вместе с Неемией развернул деятельность по реставрации культа Яхве и возобновлению действия запретов и предписаний, содержавшихся в известных к тому времени в.-з. книгах. В широком народном собрании огласил Пятикнижие. Ему приписываются еще 2 книги, не вошедшие в канон (2 и 3 книги Ездры).
ЕЗИДЫ - см. Йазиды.
ЕККЛЕЗИАСТ (др.-греч. - церковник) - одно из наиболее сложных произведений Ветхого завета; традиция приписывает авторство Е. царю Соломону, однако науч. критика Библии установила, что Е. был написан в 3 в. до н. э. под влиянием греч. философии. Создатель Е. избрал форму монолога, к-рая позволяет ему устами героя раскрыть его внутр. мир. За внутр. монологом владыки, разоблачающим его фальшивую доброту и лживое сочувствие угнетенным, проглядывает лукавое притворство писателя. Е. — книга без сюжета. В ней отсутствуют картины совр. ей об-ва. Ее автор - не летописец и не прозаик. Он - мыслитель. Е. - произведение многослойное. В единый узел здесь сплелись смех отрицания и улыбка утверждения, поиск и разочарование, тонкое наблюдение и мудрое обобщение. Восставший против химер иудаизма, автор Е. откровенно выражает свое негативное отношение к теории „того света и небесного суда: „Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (3:19). Он не верит в потустороннее царство божье.
ЕКТЕНЬЯ (греч. екtепеiа, букв. - распространение) - род молитв, прошений, входящих в правосл. богослужение. Гл. виды Е.: великая, просительная, сугубая и малая. Кроме 4 гл. Е. есть еще Е. об оглашенных и об умерших. Эти Е. провозглашаются на литургии. При совершении таинств произносятся особые Е.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - христ. таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, к-рые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Правосл. церковь учит, что Е. исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в к-рых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за Е. исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему. Как по содержанию, так и по форме проведения Е. представляет собой пережиток первобытной лечебной магии.
ЕПАРХИЯ (греч. ерагсhiа - властвование, начальствование) - церк.-адм. террит. единица в христ. церкви. Руководство Е. осуществляет епарх. архиерей (митрополит, архиепископ, епископ), ответственный перед органами высш. церк. власти за свою деятельность и за состояние Е.
ЕПИСКОП (греч. ерisкороs - надзиратель, блюститель) - высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).
ЕПИСКОПЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - англикан. церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789. Е. ц. строится на основе выборности и признании активной роли мирян в церк. делах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции. В нач. 20 в. активизируется течение ,,соц. евангелие , получает распространение христ. социализм. По соц. составу Е. ц. характеризуется преобладанием бурж. интеллигенции.
ЕПИТИМЬЯ (греч. ерitimion - наказание) - церк. наказание верующих за нарушение церк. канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т. п. Используется духовенством для усиления влияния на верующих и укрепления их веры.
ЕПИТРАХИЛЬ (греч. epitrachélion - нашейник) - часть богослужебного облачения правосл. священника. Е. представляет собой надеваемую на шею широкую ленту, два длинных конца к-рой спускаются в виде передника. Носится под ризой.
ЕРЕСИ (греч. hairesis; первоначально - отбор, позже - учение, школа, религ. секта) - религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации. При феодализме, когда во всех сферах духовной жизни господствовала религия, Е. были религ. формой отражения и выражения сосл.-клас. противоречий и конфликтов, часто становились идеологич. знаменем соц.-политич. движений, направленных против существующего обществ, строя и защищавшей этот строй офиц. церкви. Понятие „Е. употребляется в основном по отношению к различным течениям в христианстве, хотя иногда его употребляют и для характеристики нек-рых направлений в др. религиях. Христ. Е. воспроизводили идеи первонач. христианства, различных сект периода его становления - николаитов, эбионитов, монтанистов, новатиан. гностиков, манихеев, монархшн, савеллиан и др. Содержание Е. зависело от стадии развития об-ва, от специфики обществ, условий в том или ином регионе и гос-ве, от того, интересы каких сосл.-клас. и этнич. групп выражали, и т. д. По соц. основе и среде распространения выделяют крестьянские, городские (бюргерские, плебейские), меж сосл.-клас. (бюргерско-дворянские, крестьянско-плебейские) Е. Исходную идейн. основу Е. составляли антитринитаризм (арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, новг.-мос. Е. и др.), дуализм (павликианство, богомильство, катары, альбигойцы, вальденсы и пр.), мистич. пантеизм (амальрикане), мистич. хилиазм (иохамиты) и т. д. Свободомыслие нек-рых Е. доходило до признания вечности и несотворенно-сти материи (Давид Динанский), извечности мира (Феодосии Косой) . На базе указанных принципов отрицались ортодокс, учения о троице, Христе, боговоплоще-нии, искуплении, спасении, греховности, отвергались культ, таинства, „святость церкви, монашество, институт духовенства, земной мир объявлялся царством зла, дьявола, антихриста. Церковь и гос. власти жестоко преследовали еретиков. Против них направлялись энциклики и буллы, их осуждали на вселенск. и помести, соборах, отлучали от церкви, уничтожали. Для борьбы с Е. в нач. 13 в. в католич. церкви была создана епископ., а затем и централиз. папская инквизиция. Не менее жестокие средства борьбы с Е. применялись и правосл. церковью.
ЕРТОВ Иван Данилович (Давыдович) (1777-1828 или после 1835) - рус. философ-самоучка. Придерживался в своих соч. („Начертание естественных законов происхождения вселенной , „Мысли о происхождении и образовании миров ) деистич. формы материализма, развивал взгляды, несовместимые с библ. картиной мира, религ. догматом о творении мира богом; выдвинул космогонич. гипотезу о происхождении миров из материи; допускал возможность распространения разумной жизни во Вселенной.
ЕССЕИ - см. Эссены.
„ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - учение о религии как о „свойствах человеч. природы . Возн. на основе деизма. Наибольшее распространение получило в 17-18 вв. Основоположник - Герберт Чербери, исходил из существования врожденных или общих понятий, к-рые определяются как простейшие, первичные, непроизводные и обладающие непосредств. убедительностью. Рассмотрев с этих позиций существующие религии, Чербери свел „Е. р. к учению, признающему бытие верховного существа, обязательность его почитания путем упражнений в добродетели и благочестии, возможность искупления грехов через раскаяние, а также бессмертие и справедливое возмездие в жизни земной и потусторонней. Последователи Чербери пришли позднее к признанию безграничных прав разума. Неоднородность взглядов приверженцев „Е. р. выразилась в существовании различных направлений в ней. В эпоху борьбы против феодализма и засилья офиц. церкви (17 — 18 вв.) „Е. р. служила про-грес. буржуазии удобной и мягкой формой разрыва с религией при формальном ее сохранении. Свое практич. применение „Е. р. нашла во Франции при Робеспьере в попытке установления ,,Верховного существа культа (пропагандистами „Е. р. были Руссо и Вольтер); в Германии она проявилась в виде реформист, иудаизма (под влиянием Моисея Мендельсона). Сторонниками „Е. р. были Локк, Тиндаль, Толанд, Лессинг, Герман Реймар. В 19—20вв. к понятию „Е. р. обращались нек-рые позитивисты и экзистенциалисты (с фидеистич. целями). Иной смысл в понятие „Е. р. вкладывал Л. Фейербах, видя в нем первобытн. верования, олицетворяющие силы природы.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРВО - представление, согласно к-рому право коренится в самой природе человека. В античной мысли (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, впоследствии стоики) Е. п. выступает как нравств. идея: нормы морали определяются порядком, организующим все существующее в упорядоченный космос. Представление о Е. п. связано с сомнением в состоятельности существующих, санкционированных богами правовых установлений. В христ. мысли (Августин, Фома Аквинский) Е.п. выводит правовые установления (естеств. закон) из „божеств, закона , заложенного в человеч. природе актом божеств, творения. Позднее понятие „Е. п. разрабатывалось гл. обр. в католич. теологии. В протестантизме эта концепция либо не была принята, либо опровергалась. Просветители 17-18 вв. создали свое учение о Е. п., выступавшее как орудие идеоло-гич. борьбы против феод, строя и господств, церкви.
ЕСТЕСТВЕННОНАЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ АТЕИЗМА - доказательство несостоятельности религ. догм и представлений на основе данных естествознания. Прогресс естеств. наук, особенно в Новое время (открытия Коперника, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Дарвина, Пастера, Сеченова и мн. др.), подрывал основы религ. миропонимания, дал новые аргументы в пользу атеизма. Освобождение естеств.-науч. исследований из-под церк. гнета способствовало формированию материалистич. мировоззрения. Естеств.-науч. предпосылки формирования марксистской философии (открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюц. теория Дарвина) были и естеств.-науч. обоснованием марке, атеизма. Е.-н. о. а., использующее данные всех естеств. наук - физики, астрономии, химии, биологии, геологии, медицины и др., — включает разоблачение религ. идей о сотворении мира и человека, душе и загробной жизни, чудесах, сверхъестеств. силах и т. д. В совр. условиях, когда религ. апологетами предпринимаются многочисленные попытки „согласовать религию с естествознанием, возрастает роль филос. обобщения естеств.-науч. данных: они могут быть противопоставлены религ. картине мира лишь тогда, когда подняты до мировоззренч. и методологич. обобщения. Е.-н. о. а. должно быть неразрывно связано с историч. и социологич. критикой религии, иначе оно рискует превратиться в просветительство.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АТЕИЗМ - стихийные атеистич. воззрения естествоиспытателей, стоящих на позициях естеств.-науч. материализма. Е.-н. а. неразрывно связан с познанием природы, развитием естеств. наук, внес большой вклад в доказательства несостоятельности осн. положений идеологии религ. Для Е.-н. а. характерна критика с позиций естеств.-науч. знания креационизма, веры в личного бога, в бессмертие души, загробную жизнь, ад и рай и т. п.; много интересных соображений высказывали представители Е.-н. а. о происхождении религ. верований. Односторонность и ограниченность Е.-н. а. выражаются в его филос. неоформленности, непоследовательности в критике религии, отсутствии материалистич. объяснения соц. корней существования религии, непонимании реальных путей преодоления религ. заблуждений. Естествоиспытателям, стоящим на позициях Е.-н. а., присущи терми-нологич. неточности, неадекватное употребление филос. понятий. Совр. фидеизм фальсифицирует взгляды таких ученых, пытаясь представить их сторонниками религии. В. И. Ленин отмечал, что апологеты религии и идеализма „ловят малейшую ошибку, малейшую неточность в выражениях у знаменитых естествоиспытателей, чтобы оправдать подновленную защиту фидеизма (т. 18, с. 300-301). Е.-н. а. получил широкое распространение в 19-20 вв. в связи с прогрессом естествознания, развитием естеств.-науч. материализма.
ЕСТЕСТВЕННОНАЧНЫЙ МАТЕРИАЛЗМ (естеств.-историч. материализм) - стихийные материалистич. и диалектич. воззрения естествоиспытателей. В. И. Ленин характеризовал Е.:н. м. как „стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира (т. 18, с. 367). Е.-н. м. органически связан с познанием природы, развитием естествознания. Для Е.-н. м. характерны стихийная диалектика, признание объективности природы и ее законов, возможности познания окружающего мира, обоснование несостоятельности религ.-идеалистич. подхода к природе. Ограниченность Е.-н. м. выражается в его филос. неоформленности, в отсутствии последовательного решения осн. вопроса философии, четкого осознания коренной противоположности материализма и идеализма, религ. и материалистич. подхода к истории. Е.-н. м. получил значит, развитие и распространение в 19-20 вв. (Дарвин, Геккель, Либих, Эйнштейн и др.), Е.-н. м. является основой естеств.-науч. атеизма. В.И.Ленин придавал большое мировоззренч. значение Е.-н. м., рассматривая его как устой, о к-рый „разбиваются все усилия и потуги тысячи и одной школки философского идеализма (т. 18, с. 372). Совр. фидеизм всячески фальсифицирует Е.-н. м., отождествляя его с вульгарным и механистич. материализмом. Развитие совр. естествознания требует перехода естествоиспытателей на позиции диалектич. материализма. Благотворные последствия такого перехода показала эволюция мировоззрения П. Ланжевена, Ф. Жолио-Кюри, Д. Бернала.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - система наук о природе, одна из 3 осн. сфер знания (наряду с науками об об-ве и мышлении), естеств.-науч. основа науч.-материалистич. мировоззрения. Е. связано с производством и через него оказывает воздействие на жизнь об-ва. Е. влияет на филос. материализм и диалектико-материалистич. понимание природы, участвует в создании науч. картины мира. Развитие Е. разрушило религ. картину мира (Коперник, Галилей, Ньютон), дало естеств.-науч. обоснование принципа неуничтожимости и несотворимости материи. Дарвинизм создал науч. теорию эволюции, опроверг телеологию и креационизм. Развитие физиологии (Сеченов, Павлов) подготовило естеств.-науч. обоснование материалистич. психологии и диалектико-материалистич. теории отражения. Революция в Е. на рубеже 19-20 вв. (Планк, Эйнштейн), углубив представления о структуре материи, ее связях с движением, временем, пространством и т. д., способствовала развитию науч. мировоззрения. Важное материалистич. значение имеют достижения биологии, особенно генетики, раскрывшей наследственные механизмы самовоспроизводства и эволюции живого. Значительно обогатила картину мира совр. астрономия. Идеологич. борьба вокруг достижений Е. подтверждает положение В. И. Ленина, что „естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую бешеную борьбу (т. 17, с. 17). Совр. фидеизм стремится нейтрализовать материалистич. выводы из данных Е., обосновать возможность его союза с религией. Весь ход развития Е. показывает, что оно является верным союзником филос. материализма в борьбе с религией и идеализмом, за создание науч. мировоззрения. Объективные внутр. процессы дифференциации и интеграции превратили Е. из совокупности отд. наук в целостную всеохватывающую систему знаний о природе, противостоящую религ. мировоззрению. Растет атеистич. потенциал Е., к-рое обогащает принцип материального единства мира, опровергающий религ. мировоззрение в целом.
ЕШИБОТ (от jeschibah - собрание учащихся под председательством „старейшего ) - иуд. высш. школа по подготовке гл. обр. раввинов. Е. возн. в Вавилонии, Палестине, Египте в период формирования Талмуда. В России Е. появились в 19 в. и делились на 2 вида: местн., дополнявшие хедеры и талмудторы, и общеиуд. значения. Последние получили статус высш. уч. заведений с 4-6-летним обучением. В наст. вр. Е. имеется при Московской хоральной синагоге.
Читайте: |
---|