УАЙ - УЭС
Понятия и определения - Атеистический словарь |
УАЙТ Елена (1827-1916) - почитаемая адвентистами седьмого дня „пророчица , гл. идеолог этого христ. течения. У. принадлежит разработка осн. положений его вероучения: о праздновании субботы, о т. н. санитарной реформе, о миссионер, деятельности и т. д. Свои предписания членам адвентист, церкви выдавала sa божеств, повеления, полученные ею во время „видений .
УАЙТХЕД Алфред Норт (1861-1947) - англ. математик, логик и философ-идеалист, с 1924 жил в США. У. разрабатывал „спекулятивную космологию , включая в нее бога как источник и основу творческого характера мир. процесса. Философия религии У. оказала значит, влияние на совр. религ. концепции в США.
УБЕЖДЕНИЯ АТЕИСТИЧЕСКИЕ - уверенность личности в истинности материалистич. мировоззрения, науч. атеизма, основанная на данных науки и практики и реализуемая в поведении. В отличие от религ. веры, У. а. невозможны без опоры на определенную сумму знаний о мире, прежде всего знаний философских. Филос. основой У. а. является диалектико-материалистич. учение о мире, об-ве и человеке. Формирование У. а. происходит в результате усвоения личностью основ диалектико-материалистич. мировоззрения. В ходе этого процесса материалистич. знания личности становятся ее субъективным достоянием, сопровождаются определенными эмоциями, превращаются в регуляторы соц. поведения личности. Это проявляется, в части., в том, что человек, обладающий У. а., может аргументировать свое кри-тич. отношение к религ. мифам и догматам, способен отстаивать свои взгляды в дискуссиях с идейн. противниками. Формирование У. а. у трудящихся нашего об-ва является важной задачей коммунистам, воспитания.
УБЕЖДЕННОСТЬ АТЕИСТИЧЕСКАЯ — соц. качество личности, к-рое определяется наличием у нее убеждений атеистич., накладывающих определенный отпечаток на ее сознание и поведение. У. а. формируется на основе усвоения личностью науч.-материалистич. мировоззрения, в процессе активной обществ, деятельности. Она реализуется в ценностных ориентациях и соц. установках личности, в ее соц. поведении. У. а. несовместима с мировоззренч. индифферентизмом, нейтральным, безразличным отношением к религ. пережиткам.
УИКЛИФ Джон (между 1320 и 1330-1384) - англ. богослов, идеолог бюргерской ереси, оказавший влияние на подготовку Реформации. Требовал секуляризации церк. земельной собственности, выступал за то, чтобы главой англ. церкви был король, отрицал культ святых, нек-рые таинства и обряды. Его идеи были подхвачены лоллардами; после подавления крестьян, восстания Уота Тай-лера (1381) У. был осужден англ. церковью, а в 1415 Констанцский вселен, собор постановил сжечь его прах и произведения.
УИЛСОН Горас Гайман (1786-1860) - англ. индолог, первый переводчик Ригведы.
УКРАИНКА Леся (Лариса Петровна Косач-Квитка, 1871-1913) - укр. писательница, представительница революц. демократизма. Последовательно развивала в философии, эстетике и лит-ре традиции Т. Г. Шевченко. Мн. лит. и публицистич. произведения У. посвящены критике христ. мировоззрения и религ. морали: „Одержимая , ,,В катакомбах , „Руфин и Присцилла , „Адвокат Марциан и др.
УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (УАПЦ) - церковь, созданная в 1919 декретом петлюровской Директории, связавшей с ней надежды на распространение националистич. идеологии. После завершения гражд. войны верхушка УАПЦ продолжала антинародную деятельность. Часть автокеф. духовенства входила в состав контрреволюц. Союза освобождения Украины (СВУ), участвовала в подготовке вооруженного мятежа на Украине. В связи с разоблачением СВУ в нач. 1930 в Киеве состоялся „чрезвычайный собор УАПЦ, к-рый осудил антисов. деятельность националистически настроенного духовенства и принял решение о самоликвидации церкви. В период нем.-фашист. оккупации часть священников бывшей автокеф. церкви, поддерживаемых укр. националистами, перешла на службу к гитлеровцам. В Луцке организуется консистория УАПЦ. В ряде областей - автокеф. епархии и приходы. После разгрома нем. армии верхушка УАПЦ бежала на Запад, нашла пристанище в США и др. капиталистич. странах. Идя в русле антикоммунизма, она совместно с зарубежными орг-циями укр. националистов продолжает осуществлять враждебную сов. народу деятельность. Центр т. н. Укр. правосл. (автокефальной) церкви в США, провозгласившей себя преемницей УАПЦ, находится в Бавнд-Бруке (штат Нью-Джерси).
УЛЕМЫ (араб, улама - ученые) –т ак именовались в средние века мусульм. богословы и искусные в казуистике правоведы (факихи), практически все мусульм. духовенство, в ведении к-рого находились религ. учреждения, судебные органы, уч. заведения. У. называют также тех, кто совершил хаджж в Мекку, учителей, уважаемых людей.
УЛЬТРАМОНТАНЫ - последователи возникшего в 15 в. религ.-политич. направления в католицизме. У. поддерживали начавшееся после авиньонского пленения восстановление престижа папского престола, его стремление к неограниченной власти, претензии папы на вмешательство в светские дела европ. гос-в. В 16 в. активными У. были иезуиты. В нач. 19 в. идеи У. использовали представители реакц. аристократии. Напр., Ж. де Местр видел в централиз. папской орг-ции орудие борьбы против революции; он предлагал создать конгломерат монархич. гос-в, спаянных авторитетом папы. На Ватикан, соборе 1870 У. добились провозглашения догмата о непогрешимости папы. Идеи У. нашли отражение в „Силлабусе , они используются различными группировками империалистич. реакции.
УМИРАЮЩИХ И ВОСКРЕСАЮЩИХ БОГОВ КУЛЬТ - поклонение богам - олицетворениям умирающей осенью и оживающей весной растительности (винограда, всех видов злаков и др. с.-х. культур) . Характерен для древнейших земледельч. цивилизаций Ближн. Востока. Егип. Осирис, вавилон. Таммуз, сирийск. Адонис, фри-гийск. Аттис, фракийск. Дионис -с каждым из них связаны мифы, в к-рых женское божество, соединяющее в себе черты матери или сестры и возлюбленной бога (Ки-бела у Аттиса, Астарта у Адониса, Исида у Осириса, Иштар у Тамму-за, Деметра у Диониса), вольно или невольно служит причиной его гибели. В честь этих пар устраивались оргиастические мистерии, включавшие в себя оплакивание умерших богов осенью, ликование по поводу их оживления весной, ритуальную эротич. обрядность как сост. часть магии плодородия. Культ этих богов в той или иной мере был воспринят эллинистич. миром и повлиял на формирование образов богов более поздних религий, в части. Иисуса Христа.
УНИАТСТВО - церк. течение, основанное на союзе (унии) различных христ. церк. орг-ций, с като-лич. церковью на условиях признания первыми религ. главенства папы римск. и католич. догматики при сохранении традиц. религ. культа и использовании местного языка для богослужения. Таковы униатские церкви греческого, армянского, коптского, маронит-ского и др. обрядов. На Украине в 1596-1946 существовала греко-католич. церковь, возникшая в результате Брестской церковной унии.
УНИАТЫ - приверженцы униатских религ. направлений (см. Униатство).
УНИТАРИИ (от лат. unitas - единство) - течение в протестантизме, отстаивающее идею единого бога в противоположность догмату о троице. С отрицанием троицы связано отрицание У. божественности Христа, учения о грехопадении и искуплении, христ. таинств (в т. ч. крещения и причащения). У. допускают свободное толкование св. писания, выступают за веротерпимость. В 16-18 вв. У. преследовались католич. церковью и ортодокс, протестантизмом. В 19 в. центр движения У. переместился в США. В широком смысле У. называют вообще приверженцев всех христ. течений, не признающих догмат троицы.
УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ (от лат. unio - единение) — объединение 2 или нескольких церквей на началах главенства одной из них и при сохранении другими своеобразия обрядности (см. Брестская церковная уния, Униатство, Флорентийская уния).
УПАНИШАДЫ (санскр. - сокровенное знание) - религ. -филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с 7-3 вв. до н. э., кончая 14-15 вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. - обоснование брахманизма и ряда идей, легших в основу буддизма (учение обахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии атмана (индивид, души) и брахмана (божеств, души) составило догмат мокша — освобождение от цепи индивид, рождений.
УПЫРЬ, вампир, вурдалак - персонаж мифологии и верований ряда народов Европы (славян, немцев, французов и др.): мертвец, встающий по ночам из могилы, высасывающий кровь у спящих людей, насылающий ночные кошмары. У. - разновидность оборотня.
УРАЗА (тюрк., перс. - рузе, араб. - саум) - 30-дневный мусульм. пост в месяц рамадан (рамазан), прерывающийся ежедневно с вечера до утра. Восходит к др.-араб. культам; он приходился на самое жаркое время года, когда запасы продовольствия кончались и значит, часть хозяйств, дел переносилась на более прохладное время — вечер и ночь. Связь У. с обусловившей ее возникновение действительностью утратилась с введением в халифате лунного календаря - хиджры, месяцы к-рого, а с ними и пост по отношению к солнечному календарю ежегодно начинаются на 11 дней раньше. Разрыву этой связи способствовала и легенда о рамадане как месяце „ниспослания Корана на землю, с чем и связывает ислам У. Соблюдающий У. должен, предавшись мыслям о боге, с рассвета до наступления темноты отказываться от еды, питья, игр, зрелищ, купаний и т. д. За соблюдением У. следило духовенство. Ныне число мусульман, не соблюдающих У., растет, и духовенство вынуждено с этим считаться. В проповедях мусульм. служителей культа (в части., в нашей стране) нередко можно слышать призывы, обращенные к тем, кто не может соблюдать У. весь месяц, поститься хотя бы несколько дней. Все большему числу людей духовенство разрешает не поститься вообще или заменять пост внесением пожертвований в кассы мечетей.
УРАЗА-БАЙРАМ (тур. ураза - пост, бай рам - праздник) - мусульм. праздник по случаю окончания месячного поста - уразы. Отмечается 1-го шавваля (10-го месяца мусульм. лунного календаря) и в последующие дни. По случаю У.-б. в мечетях организуются богослужения, читаются проповеди, в домах верующих устраиваются угощения. До начала праздничного богослужения верующие раздают бедным и нищим милостыню окончания поста - закят аль-фитр или, как называется в Средней Азии, фитр-садака. В нашей стране главами Духовных управлений мусульман были даны фетвы, в к-рых указывалось, что фитр-садака должна вноситься в кассы мечетей, т. к. в социалистич. об-ве нет бедных и нищих, все трудоспособные имеют работу, а престарелые и инвалиды обеспечены гос. пенсиями.
УРСУЛИНКИ (лат. ursulines) - монахини женского католич. ордена, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсулы. Занимаются религ. воспитанием девушек и ведут религ. пропаганду в больницах. Орден имеет свои орг-ции во мн. странах Зап. Европы и в Америке. В кон. 18 в., в период франц. бурж. революции, орден был закрыт во Франции, а впоследствии восстановлен Наполеоном I.
УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ - христ. праздник, к-рый относится в рус. православии к числу двунадесятых праздников. Отмечается 15 (28) августа как день памяти божьей матери, завершения ее жизн. пути. Церк. версия успения (кончины) богородицы сложилась не ранее вт. пол. 4 в. Еще в середине 4 в. христ. писатель Епифаний Кипрский отмечал, что нет никаких сведений о смерти Марии, „умерла ли она, или не умерла; погребена ли она, или не погребена . Позднее появляется соч. „Об успении богородицы , где описывается последний период ее жизни и кончина. Примечательно, что оно очень схоже с др.-сирийск. сказанием о смерти богини Кибелы. Это дает основание предположить, что христ. сочинители использовали данный источник. Сам же праздник У. б. возник не ранее 5-6 вв. На Руси он совпал по времени с народными праздниками в честь окончания жатвы хлебов. Ряд их элементов, напр, шествие со снопом, украшенным лентами, обычай хранить в амбарах последний сноп и др., вошел в ритуал праздника У. б. Популярность богородичных праздников, в т. ч. и У. б., объяснялась широким почитанием богородицы как „народной заступницы . В наст, вр., наряду с др. христ. праздниками, У. б. потеряло свое былое значение.
УСТАВЩИК - в правосл. церкви - старший певчий; у часовенных (течение в старообрядчестве) У. вели богослужение в часовнях, крестили, исповедовали и причащали верующих.
УТЕШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - соц.-психологич. модификация иллюзорно-компенсаторной функции религии, являющаяся порождением и отражением реального бессилия соц. низов в борьбе против тягот и несправедливостей эксплуатат. об-ва. У. р. строится на такой мировоззренч. и морально-этич. основе (идеи об относит, ценности земной жизни и абсолютной - загробного бессмертия; неуничтожимости зла на земле, человеч. бессилии и божьем всемогуществе и т. д.), с позиций к-рой причины страданий оказываются либо непреодолимыми, либо несущественными, а сами страдания — оправданными и даже желательными. Т. обр., эта ложная мировоззренч. и этич. ориентация религии вызывает у верующего человека чувства примирения с действительностью, успокоения, надежды. Подчеркивая реакц. роль У. р. в эксплуатат. об-ве, В. И. Ленин указывал: „Утешать раба есть занятие выгодное для рабовладельца, а настоящий сторонник рабов учит их возмущению, восстанию, свержению ига, а вовсе не „утешает их (т. 39, с. 140). Реакц. характер У. р. выражается в том, что оно воспитывает в человеке пассивное восприятие действительности, препятствует развитию в нем чувства собственного достоинст-ва, веры в свои силы, отвлекает человека от решения реальных проблем.
УТРЕХТСКАЯ ЦЕРКОВЬ церк. орг-ция католич. типа с центром в г. Утрехте (Нидерланды), к-рая в нач. 18 в. оказала поддержку янсенизму в борьбе против иезуитов и папства, за что ее глава - епископ Кодде - был смещен папой Иннокентием XI. Утрехтский капитул не признал этого решения. В 1723 У. ц. порвала с Ватиканом и стала самостоят, церковью во главе с архиепископом. У. ц. признает папу главой католич. церкви, но отвергает догматы о непогрешимости папы, непорочном зачатии богородицы и ее телесном вознесении. После I Ватикан, собора (1869-1870) происходит сближение и объединение У. ц. со старокатоликами, также не принявшими эти догматы.
УЭСЛИ Джон (1703-1791) - англикан. священник, затем преподаватель в Оксфорде. Основатель и глава методистской церкви (см. Методисты).
УЭСЛИ Чарлз (1707-1788) - младший брат основателя методистской церкви Джона У эти и активный помощник в ее создании и укреплении.
Читайте: |
---|