Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




УАЙ - УЭС

Понятия и определения - Атеистический словарь

УАЙТ Елена (1827-1916) - по­читаемая адвентистами седьмого дня „пророчица , гл. идеолог это­го христ. течения. У. принадле­жит разработка осн. положений его вероучения: о праздновании субботы, о т. н. санитарной ре­форме, о миссионер, деятельности и т. д. Свои предписания членам адвентист, церкви выдавала sa божеств, повеления, полученные ею во время „видений .

УАЙТХЕД Алфред Норт (1861-1947) - англ. математик, логик и философ-идеалист, с 1924 жил в США. У. разрабатывал „спекуля­тивную космологию , включая в нее бога как источник и ос­нову творческого характера мир. процесса. Философия религии У. оказала значит, влияние на совр. религ. концепции в США.

УБЕЖДЕНИЯ АТЕИСТИЧЕС­КИЕ - уверенность личности в ис­тинности материалистич. мировоз­зрения, науч. атеизма, основанная на данных науки и практики и реализуемая в поведении. В от­личие от религ. веры, У. а. невоз­можны без опоры на определен­ную сумму знаний о мире, прежде всего знаний философских. Филос. основой У. а. является диалектико-материалистич. учение о мире, об-ве и человеке. Формирование У. а. происходит в результате усвоения личностью основ диалектико-материалистич. мировоззрения. В хо­де этого процесса материалистич. знания личности становятся ее субъективным достоянием, сопро­вождаются определенными эмо­циями, превращаются в регуля­торы соц. поведения личности. Это проявляется, в части., в том, что человек, обладающий У. а., может аргументировать свое кри-тич. отношение к религ. мифам и догматам, способен отстаивать свои взгляды в дискуссиях с идейн. противниками. Формиро­вание У. а. у трудящихся нашего об-ва является важной задачей коммунистам, воспитания.

УБЕЖДЕННОСТЬ АТЕИСТИ­ЧЕСКАЯ — соц. качество лично­сти, к-рое определяется наличием у нее убеждений атеистич., накла­дывающих определенный отпеча­ток на ее сознание и поведение. У. а. формируется на основе усвое­ния личностью науч.-материали­стич. мировоззрения, в процессе активной обществ, деятельности. Она реализуется в ценностных ориентациях и соц. установках личности, в ее соц. поведении. У. а. несовместима с мировоззренч. индифферентизмом, нейтральным, безразличным отношением к ре­лиг. пережиткам.

УИКЛИФ Джон (между 1320 и 1330-1384) - англ. богослов, идеолог бюргерской ереси, оказав­ший влияние на подготовку Ре­формации. Требовал секуляриза­ции церк. земельной собственно­сти, выступал за то, чтобы главой англ. церкви был король, отрицал культ святых, нек-рые таинства и обряды. Его идеи были подхва­чены лоллардами; после подавле­ния крестьян, восстания Уота Тай-лера (1381) У. был осужден англ. церковью, а в 1415 Констанцский вселен, собор постановил сжечь его прах и произведения.

УИЛСОН Горас Гайман (1786-1860) - англ. индолог, первый переводчик Ригведы.

УКРАИНКА Леся (Лариса Пет­ровна Косач-Квитка, 1871-1913) - укр. писательница, пред­ставительница революц. демокра­тизма. Последовательно развивала в философии, эстетике и лит-ре традиции Т. Г. Шевченко. Мн. лит. и публицистич. произведения У. посвящены критике христ. миро­воззрения и религ. морали: „Одер­жимая , ,,В катакомбах , „Руфин и Присцилла , „Адвокат Марциан и др.

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬ­НАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕР­КОВЬ (УАПЦ) - церковь, соз­данная в 1919 декретом петлю­ровской Директории, связавшей с ней надежды на распространение националистич. идеологии. После завершения гражд. войны верхуш­ка УАПЦ продолжала антинарод­ную деятельность. Часть автокеф. духовенства входила в состав контрреволюц. Союза освобожде­ния Украины (СВУ), участвовала в подготовке вооруженного мяте­жа на Украине. В связи с разоб­лачением СВУ в нач. 1930 в Киеве состоялся „чрезвычайный собор УАПЦ, к-рый осудил антисов. дея­тельность националистически на­строенного духовенства и принял решение о самоликвидации церк­ви. В период нем.-фашист. окку­пации часть священников бывшей автокеф. церкви, поддерживае­мых укр. националистами, переш­ла на службу к гитлеровцам. В Луцке организуется консисто­рия УАПЦ. В ряде областей - ав­токеф. епархии и приходы. После разгрома нем. армии верхушка УАПЦ бежала на Запад, нашла пристанище в США и др. капиталистич. странах. Идя в русле антикоммунизма, она совместно с зарубежными орг-циями укр. националистов продолжает осу­ществлять враждебную сов. наро­ду деятельность. Центр т. н. Укр. правосл. (автокефальной) церк­ви в США, провозгласившей себя преемницей УАПЦ, находится в Бавнд-Бруке (штат Нью-Джерси).

УЛЕМЫ (араб, улама - ученые) –т ак именовались в средние века мусульм. богословы и искусные в казуистике правоведы (факихи), практически все мусульм. духовенство, в ведении к-рого на­ходились религ. учреждения, судеб­ные органы, уч. заведения. У. на­зывают также тех, кто совершил хаджж в Мекку, учителей, ува­жаемых людей.

УЛЬТРАМОНТАНЫ - последова­тели возникшего в 15 в. религ.-политич. направления в католи­цизме. У. поддерживали начав­шееся после авиньонского пленения восстановление престижа пап­ского престола, его стремление к неограниченной власти, претен­зии папы на вмешательство в светские дела европ. гос-в. В 16 в. активными У. были иезуи­ты. В нач. 19 в. идеи У. исполь­зовали представители реакц. арис­тократии. Напр., Ж. де Местр ви­дел в централиз. папской орг-ции орудие борьбы против рево­люции; он предлагал создать конг­ломерат монархич. гос-в, спаян­ных авторитетом папы. На Ва­тикан, соборе 1870 У. добились провозглашения догмата о непо­грешимости папы. Идеи У. нашли отражение в „Силлабусе , они ис­пользуются различными группи­ровками империалистич. реакции.

УМИРАЮЩИХ И ВОСКРЕСАЮ­ЩИХ БОГОВ КУЛЬТ - поклоне­ние богам - олицетворениям уми­рающей осенью и оживающей вес­ной растительности (винограда, всех видов злаков и др. с.-х. куль­тур) . Характерен для древнейших земледельч. цивилизаций Ближн. Востока. Егип. Осирис, вавилон. Таммуз, сирийск. Адонис, фри-гийск. Аттис, фракийск. Дионис -с каждым из них связаны мифы, в к-рых женское божество, сое­диняющее в себе черты матери или сестры и возлюбленной бога (Ки-бела у Аттиса, Астарта у Адониса, Исида у Осириса, Иштар у Тамму-за, Деметра у Диониса), вольно или невольно служит причиной его гибели. В честь этих пар устраива­лись оргиастические мистерии, включавшие в себя оплакивание умерших богов осенью, ликование по поводу их оживления весной, ритуальную эротич. обрядность как сост. часть магии плодоро­дия. Культ этих богов в той или иной мере был воспринят эллинистич. миром и повлиял на фор­мирование образов богов более поздних религий, в части. Иисуса Христа.

УНИАТСТВО - церк. течение, ос­нованное на союзе (унии) различ­ных христ. церк. орг-ций, с като-лич. церковью на условиях при­знания первыми религ. главенства папы римск. и католич. догматики при сохранении традиц. религ. культа и использовании местного языка для богослужения. Таковы униатские церкви греческого, ар­мянского, коптского, маронит-ского и др. обрядов. На Украине в 1596-1946 существовала греко-католич. церковь, возникшая в ре­зультате Брестской церковной унии.

УНИАТЫ - приверженцы униат­ских религ. направлений (см. Униатство).

УНИТАРИИ (от лат. unitas - единство) - течение в протес­тантизме, отстаивающее идею единого бога в противоположность догмату о троице. С отрицанием троицы связано отрицание У. бо­жественности Христа, учения о гре­хопадении и искуплении, христ. таинств (в т. ч. крещения и прича­щения). У. допускают свободное толкование св. писания, выступа­ют за веротерпимость. В 16-18 вв. У. преследовались католич. цер­ковью и ортодокс, протестантиз­мом. В 19 в. центр движения У. переместился в США. В широком смысле У. называют вообще при­верженцев всех христ. течений, не признающих догмат троицы.

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ (от лат. unio - единение) — объединение 2 или нескольких церквей на на­чалах главенства одной из них и при сохранении другими свое­образия обрядности (см. Брест­ская церковная уния, Униатство, Флорентийская уния).

УПАНИШАДЫ (санскр. - сокро­венное знание) - религ. -филос. комментарии к Ведам. Составля­лись начиная с 7-3 вв. до н. э., кончая 14-15 вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назна­чение У. - обоснование брахма­низма и ряда идей, легших в ос­нову буддизма (учение обахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. выдви­гается представление о том, что сама жизнь человека есть жертво­приношение. Учение о слиянии атмана (индивид, души) и брахмана (божеств, души)  составило догмат мокша — освобождение от це­пи индивид, рождений.

УПЫРЬ, вампир, вурдалак - пер­сонаж мифологии и верований ряда народов Европы (славян, немцев, французов и др.): мерт­вец, встающий по ночам из моги­лы, высасывающий кровь у спя­щих людей, насылающий ночные кошмары. У. - разновидность обо­ротня.

УРАЗА (тюрк., перс. - рузе, араб. - саум) - 30-дневный мусульм. пост в месяц рамадан (ра­мазан), прерывающийся ежеднев­но с вечера до утра. Восходит к др.-араб. культам; он прихо­дился на самое жаркое время года, когда запасы продовольст­вия кончались и значит, часть хозяйств, дел переносилась на бо­лее прохладное время — вечер и ночь. Связь У. с обусловившей ее возникновение действительно­стью утратилась с введением в ха­лифате лунного календаря - хидж­ры, месяцы к-рого, а с ними и пост по отношению к солнечному ка­лендарю ежегодно начинаются на 11 дней раньше. Разрыву этой свя­зи способствовала и легенда о ра­мадане как месяце „ниспослания Корана на землю, с чем и связы­вает ислам У. Соблюдающий У. должен, предавшись мыслям о бо­ге, с рассвета до наступления темноты отказываться от еды, питья, игр, зрелищ, купаний и т. д. За соблюдением У. следило духо­венство. Ныне число мусульман, не соблюдающих У., растет, и ду­ховенство вынуждено с этим счи­таться. В проповедях мусульм. служителей культа (в части., в на­шей стране) нередко можно слы­шать призывы, обращенные к тем, кто не может соблюдать У. весь месяц, поститься хотя бы несколь­ко дней. Все большему числу людей духовенство разрешает не поститься вообще или заменять пост внесением пожертвований в кассы мечетей.

УРАЗА-БАЙРАМ (тур. ураза - пост, бай рам - праздник) - му­сульм. праздник по случаю окон­чания месячного поста - уразы. Отмечается 1-го шавваля (10-го месяца мусульм. лунного кален­даря) и в последующие дни. По случаю У.-б. в мечетях организу­ются богослужения, читаются про­поведи, в домах верующих устра­иваются угощения. До начала праздничного богослужения веру­ющие раздают бедным и нищим милостыню окончания поста - закят аль-фитр или, как назы­вается в Средней Азии, фитр-садака. В нашей стране главами Духовных управлений мусульман были даны фетвы, в к-рых ука­зывалось, что фитр-садака должна вноситься в кассы мечетей, т. к. в социалистич. об-ве нет бедных и нищих, все трудоспособные имеют работу, а престарелые и ин­валиды обеспечены гос. пенсиями.

УРСУЛИНКИ (лат. ursulines) - монахини женского католич. ор­дена, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсу­лы. Занимаются религ. воспита­нием девушек и ведут религ. пропаганду в больницах. Орден имеет свои орг-ции во мн. странах Зап. Европы и в Америке. В кон. 18 в., в период франц. бурж. рево­люции, орден был закрыт во Фран­ции, а впоследствии восстановлен Наполеоном I.

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ - христ. праздник, к-рый относится в рус. православии к числу двунадеся­тых праздников.   Отмечается 15 (28) августа как день памяти божьей матери, завершения ее жизн. пути. Церк. версия успения (кончины) богородицы сложилась не ранее вт. пол. 4 в. Еще в середи­не 4 в. христ. писатель Епифаний Кипрский отмечал, что нет ника­ких сведений о смерти Марии, „умерла ли она, или не умерла; погребена ли она, или не погребе­на . Позднее появляется соч. „Об успении богородицы , где описы­вается последний период ее жизни и кончина. Примечательно, что оно очень схоже с др.-сирийск. сказа­нием о смерти богини Кибелы. Это дает основание предположить, что христ. сочинители использовали данный источник. Сам же праздник У. б. возник не ранее 5-6 вв. На Руси он совпал по времени с на­родными праздниками в честь окончания жатвы хлебов. Ряд их элементов, напр, шествие со сно­пом, украшенным лентами, обы­чай хранить в амбарах последний сноп и др., вошел в ритуал празд­ника У. б. Популярность бого­родичных праздников, в т. ч. и У. б., объяснялась широким почитанием богородицы как „народной заступ­ницы . В наст, вр., наряду с др. христ. праздниками, У. б. потеря­ло свое былое значение.

УСТАВЩИК - в правосл. церк­ви - старший певчий; у часовен­ных (течение в старообрядчестве) У. вели богослужение в часовнях, крестили, исповедовали и прича­щали верующих.

УТЕШЕНИЕ     РЕЛИГИОЗНОЕ - соц.-психологич. модификация ил­люзорно-компенсаторной функ­ции религии, являющаяся порож­дением и отражением реального бессилия соц. низов в борьбе против тягот и несправедливостей эксплуатат. об-ва. У. р. строится на такой мировоззренч. и морально-этич. основе (идеи об от­носит, ценности земной жизни и абсолютной - загробного бес­смертия; неуничтожимости зла на земле, человеч. бессилии и божь­ем всемогуществе и т. д.), с по­зиций к-рой причины страданий оказываются либо непреодоли­мыми, либо несущественными, а сами страдания — оправданными и даже желательными. Т. обр., эта ложная мировоззренч. и этич. ориентация религии вызывает у ве­рующего человека чувства при­мирения с действительностью, ус­покоения, надежды. Подчеркивая реакц. роль У. р. в эксплуатат. об-ве, В. И. Ленин указывал: „Уте­шать раба есть занятие выгодное для рабовладельца, а настоящий сторонник рабов учит их воз­мущению, восстанию, свержению ига, а вовсе не „утешает их (т. 39, с. 140). Реакц. характер У. р. выражается в том, что оно воспитывает в человеке пассив­ное восприятие действительности, препятствует развитию в нем чувства собственного достоинст-ва, веры в свои силы, отвлекает человека от решения реальных проблем.

УТРЕХТСКАЯ      ЦЕРКОВЬ церк. орг-ция католич. типа с центром в г. Утрехте (Нидер­ланды), к-рая в нач. 18 в. ока­зала поддержку янсенизму в борь­бе против иезуитов и папства, за что ее глава - епископ Кодде - был смещен папой Иннокентием XI. Утрехтский капитул не приз­нал этого решения. В 1723 У. ц. порвала с Ватиканом и стала са­мостоят, церковью во главе с ар­хиепископом. У. ц. признает папу главой католич. церкви, но от­вергает  догматы  о   непогрешимости папы, непорочном зачатии богородицы и ее телесном воз­несении. После I Ватикан, со­бора (1869-1870) происходит сближение и объединение У. ц. со старокатоликами, также не при­нявшими эти догматы.

УЭСЛИ Джон (1703-1791) - англикан. священник, затем пре­подаватель в Оксфорде. Основа­тель и глава методистской церк­ви (см. Методисты).

УЭСЛИ Чарлз (1707-1788) - младший брат основателя мето­дистской церкви Джона У эти и активный помощник в ее соз­дании и укреплении.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Словарь Атеиста:

ПЕЙ - ПОР

ПЕЙН Томас (1737 - 1809) идео­лог англо-амер. Просвещения, участник франц. и амер. бурж. ре­волюций 18 в...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...