Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




УАЙ - УЭС

Понятия и определения - Атеистический словарь

УАЙТ Елена (1827-1916) - по­читаемая адвентистами седьмого дня „пророчица , гл. идеолог это­го христ. течения. У. принадле­жит разработка осн. положений его вероучения: о праздновании субботы, о т. н. санитарной ре­форме, о миссионер, деятельности и т. д. Свои предписания членам адвентист, церкви выдавала sa божеств, повеления, полученные ею во время „видений .

УАЙТХЕД Алфред Норт (1861-1947) - англ. математик, логик и философ-идеалист, с 1924 жил в США. У. разрабатывал „спекуля­тивную космологию , включая в нее бога как источник и ос­нову творческого характера мир. процесса. Философия религии У. оказала значит, влияние на совр. религ. концепции в США.

УБЕЖДЕНИЯ АТЕИСТИЧЕС­КИЕ - уверенность личности в ис­тинности материалистич. мировоз­зрения, науч. атеизма, основанная на данных науки и практики и реализуемая в поведении. В от­личие от религ. веры, У. а. невоз­можны без опоры на определен­ную сумму знаний о мире, прежде всего знаний философских. Филос. основой У. а. является диалектико-материалистич. учение о мире, об-ве и человеке. Формирование У. а. происходит в результате усвоения личностью основ диалектико-материалистич. мировоззрения. В хо­де этого процесса материалистич. знания личности становятся ее субъективным достоянием, сопро­вождаются определенными эмо­циями, превращаются в регуля­торы соц. поведения личности. Это проявляется, в части., в том, что человек, обладающий У. а., может аргументировать свое кри-тич. отношение к религ. мифам и догматам, способен отстаивать свои взгляды в дискуссиях с идейн. противниками. Формиро­вание У. а. у трудящихся нашего об-ва является важной задачей коммунистам, воспитания.

УБЕЖДЕННОСТЬ АТЕИСТИ­ЧЕСКАЯ — соц. качество лично­сти, к-рое определяется наличием у нее убеждений атеистич., накла­дывающих определенный отпеча­ток на ее сознание и поведение. У. а. формируется на основе усвое­ния личностью науч.-материали­стич. мировоззрения, в процессе активной обществ, деятельности. Она реализуется в ценностных ориентациях и соц. установках личности, в ее соц. поведении. У. а. несовместима с мировоззренч. индифферентизмом, нейтральным, безразличным отношением к ре­лиг. пережиткам.

УИКЛИФ Джон (между 1320 и 1330-1384) - англ. богослов, идеолог бюргерской ереси, оказав­ший влияние на подготовку Ре­формации. Требовал секуляриза­ции церк. земельной собственно­сти, выступал за то, чтобы главой англ. церкви был король, отрицал культ святых, нек-рые таинства и обряды. Его идеи были подхва­чены лоллардами; после подавле­ния крестьян, восстания Уота Тай-лера (1381) У. был осужден англ. церковью, а в 1415 Констанцский вселен, собор постановил сжечь его прах и произведения.

УИЛСОН Горас Гайман (1786-1860) - англ. индолог, первый переводчик Ригведы.

УКРАИНКА Леся (Лариса Пет­ровна Косач-Квитка, 1871-1913) - укр. писательница, пред­ставительница революц. демокра­тизма. Последовательно развивала в философии, эстетике и лит-ре традиции Т. Г. Шевченко. Мн. лит. и публицистич. произведения У. посвящены критике христ. миро­воззрения и религ. морали: „Одер­жимая , ,,В катакомбах , „Руфин и Присцилла , „Адвокат Марциан и др.

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬ­НАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕР­КОВЬ (УАПЦ) - церковь, соз­данная в 1919 декретом петлю­ровской Директории, связавшей с ней надежды на распространение националистич. идеологии. После завершения гражд. войны верхуш­ка УАПЦ продолжала антинарод­ную деятельность. Часть автокеф. духовенства входила в состав контрреволюц. Союза освобожде­ния Украины (СВУ), участвовала в подготовке вооруженного мяте­жа на Украине. В связи с разоб­лачением СВУ в нач. 1930 в Киеве состоялся „чрезвычайный собор УАПЦ, к-рый осудил антисов. дея­тельность националистически на­строенного духовенства и принял решение о самоликвидации церк­ви. В период нем.-фашист. окку­пации часть священников бывшей автокеф. церкви, поддерживае­мых укр. националистами, переш­ла на службу к гитлеровцам. В Луцке организуется консисто­рия УАПЦ. В ряде областей - ав­токеф. епархии и приходы. После разгрома нем. армии верхушка УАПЦ бежала на Запад, нашла пристанище в США и др. капиталистич. странах. Идя в русле антикоммунизма, она совместно с зарубежными орг-циями укр. националистов продолжает осу­ществлять враждебную сов. наро­ду деятельность. Центр т. н. Укр. правосл. (автокефальной) церк­ви в США, провозгласившей себя преемницей УАПЦ, находится в Бавнд-Бруке (штат Нью-Джерси).

УЛЕМЫ (араб, улама - ученые) –т ак именовались в средние века мусульм. богословы и искусные в казуистике правоведы (факихи), практически все мусульм. духовенство, в ведении к-рого на­ходились религ. учреждения, судеб­ные органы, уч. заведения. У. на­зывают также тех, кто совершил хаджж в Мекку, учителей, ува­жаемых людей.

УЛЬТРАМОНТАНЫ - последова­тели возникшего в 15 в. религ.-политич. направления в католи­цизме. У. поддерживали начав­шееся после авиньонского пленения восстановление престижа пап­ского престола, его стремление к неограниченной власти, претен­зии папы на вмешательство в светские дела европ. гос-в. В 16 в. активными У. были иезуи­ты. В нач. 19 в. идеи У. исполь­зовали представители реакц. арис­тократии. Напр., Ж. де Местр ви­дел в централиз. папской орг-ции орудие борьбы против рево­люции; он предлагал создать конг­ломерат монархич. гос-в, спаян­ных авторитетом папы. На Ва­тикан, соборе 1870 У. добились провозглашения догмата о непо­грешимости папы. Идеи У. нашли отражение в „Силлабусе , они ис­пользуются различными группи­ровками империалистич. реакции.

УМИРАЮЩИХ И ВОСКРЕСАЮ­ЩИХ БОГОВ КУЛЬТ - поклоне­ние богам - олицетворениям уми­рающей осенью и оживающей вес­ной растительности (винограда, всех видов злаков и др. с.-х. куль­тур) . Характерен для древнейших земледельч. цивилизаций Ближн. Востока. Егип. Осирис, вавилон. Таммуз, сирийск. Адонис, фри-гийск. Аттис, фракийск. Дионис -с каждым из них связаны мифы, в к-рых женское божество, сое­диняющее в себе черты матери или сестры и возлюбленной бога (Ки-бела у Аттиса, Астарта у Адониса, Исида у Осириса, Иштар у Тамму-за, Деметра у Диониса), вольно или невольно служит причиной его гибели. В честь этих пар устраива­лись оргиастические мистерии, включавшие в себя оплакивание умерших богов осенью, ликование по поводу их оживления весной, ритуальную эротич. обрядность как сост. часть магии плодоро­дия. Культ этих богов в той или иной мере был воспринят эллинистич. миром и повлиял на фор­мирование образов богов более поздних религий, в части. Иисуса Христа.

УНИАТСТВО - церк. течение, ос­нованное на союзе (унии) различ­ных христ. церк. орг-ций, с като-лич. церковью на условиях при­знания первыми религ. главенства папы римск. и католич. догматики при сохранении традиц. религ. культа и использовании местного языка для богослужения. Таковы униатские церкви греческого, ар­мянского, коптского, маронит-ского и др. обрядов. На Украине в 1596-1946 существовала греко-католич. церковь, возникшая в ре­зультате Брестской церковной унии.

УНИАТЫ - приверженцы униат­ских религ. направлений (см. Униатство).

УНИТАРИИ (от лат. unitas - единство) - течение в протес­тантизме, отстаивающее идею единого бога в противоположность догмату о троице. С отрицанием троицы связано отрицание У. бо­жественности Христа, учения о гре­хопадении и искуплении, христ. таинств (в т. ч. крещения и прича­щения). У. допускают свободное толкование св. писания, выступа­ют за веротерпимость. В 16-18 вв. У. преследовались католич. цер­ковью и ортодокс, протестантиз­мом. В 19 в. центр движения У. переместился в США. В широком смысле У. называют вообще при­верженцев всех христ. течений, не признающих догмат троицы.

УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ (от лат. unio - единение) — объединение 2 или нескольких церквей на на­чалах главенства одной из них и при сохранении другими свое­образия обрядности (см. Брест­ская церковная уния, Униатство, Флорентийская уния).

УПАНИШАДЫ (санскр. - сокро­венное знание) - религ. -филос. комментарии к Ведам. Составля­лись начиная с 7-3 вв. до н. э., кончая 14-15 вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назна­чение У. - обоснование брахма­низма и ряда идей, легших в ос­нову буддизма (учение обахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. выдви­гается представление о том, что сама жизнь человека есть жертво­приношение. Учение о слиянии атмана (индивид, души) и брахмана (божеств, души)  составило догмат мокша — освобождение от це­пи индивид, рождений.

УПЫРЬ, вампир, вурдалак - пер­сонаж мифологии и верований ряда народов Европы (славян, немцев, французов и др.): мерт­вец, встающий по ночам из моги­лы, высасывающий кровь у спя­щих людей, насылающий ночные кошмары. У. - разновидность обо­ротня.

УРАЗА (тюрк., перс. - рузе, араб. - саум) - 30-дневный мусульм. пост в месяц рамадан (ра­мазан), прерывающийся ежеднев­но с вечера до утра. Восходит к др.-араб. культам; он прихо­дился на самое жаркое время года, когда запасы продовольст­вия кончались и значит, часть хозяйств, дел переносилась на бо­лее прохладное время — вечер и ночь. Связь У. с обусловившей ее возникновение действительно­стью утратилась с введением в ха­лифате лунного календаря - хидж­ры, месяцы к-рого, а с ними и пост по отношению к солнечному ка­лендарю ежегодно начинаются на 11 дней раньше. Разрыву этой свя­зи способствовала и легенда о ра­мадане как месяце „ниспослания Корана на землю, с чем и связы­вает ислам У. Соблюдающий У. должен, предавшись мыслям о бо­ге, с рассвета до наступления темноты отказываться от еды, питья, игр, зрелищ, купаний и т. д. За соблюдением У. следило духо­венство. Ныне число мусульман, не соблюдающих У., растет, и ду­ховенство вынуждено с этим счи­таться. В проповедях мусульм. служителей культа (в части., в на­шей стране) нередко можно слы­шать призывы, обращенные к тем, кто не может соблюдать У. весь месяц, поститься хотя бы несколь­ко дней. Все большему числу людей духовенство разрешает не поститься вообще или заменять пост внесением пожертвований в кассы мечетей.

УРАЗА-БАЙРАМ (тур. ураза - пост, бай рам - праздник) - му­сульм. праздник по случаю окон­чания месячного поста - уразы. Отмечается 1-го шавваля (10-го месяца мусульм. лунного кален­даря) и в последующие дни. По случаю У.-б. в мечетях организу­ются богослужения, читаются про­поведи, в домах верующих устра­иваются угощения. До начала праздничного богослужения веру­ющие раздают бедным и нищим милостыню окончания поста - закят аль-фитр или, как назы­вается в Средней Азии, фитр-садака. В нашей стране главами Духовных управлений мусульман были даны фетвы, в к-рых ука­зывалось, что фитр-садака должна вноситься в кассы мечетей, т. к. в социалистич. об-ве нет бедных и нищих, все трудоспособные имеют работу, а престарелые и ин­валиды обеспечены гос. пенсиями.

УРСУЛИНКИ (лат. ursulines) - монахини женского католич. ор­дена, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсу­лы. Занимаются религ. воспита­нием девушек и ведут религ. пропаганду в больницах. Орден имеет свои орг-ции во мн. странах Зап. Европы и в Америке. В кон. 18 в., в период франц. бурж. рево­люции, орден был закрыт во Фран­ции, а впоследствии восстановлен Наполеоном I.

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ - христ. праздник, к-рый относится в рус. православии к числу двунадеся­тых праздников.   Отмечается 15 (28) августа как день памяти божьей матери, завершения ее жизн. пути. Церк. версия успения (кончины) богородицы сложилась не ранее вт. пол. 4 в. Еще в середи­не 4 в. христ. писатель Епифаний Кипрский отмечал, что нет ника­ких сведений о смерти Марии, „умерла ли она, или не умерла; погребена ли она, или не погребе­на . Позднее появляется соч. „Об успении богородицы , где описы­вается последний период ее жизни и кончина. Примечательно, что оно очень схоже с др.-сирийск. сказа­нием о смерти богини Кибелы. Это дает основание предположить, что христ. сочинители использовали данный источник. Сам же праздник У. б. возник не ранее 5-6 вв. На Руси он совпал по времени с на­родными праздниками в честь окончания жатвы хлебов. Ряд их элементов, напр, шествие со сно­пом, украшенным лентами, обы­чай хранить в амбарах последний сноп и др., вошел в ритуал празд­ника У. б. Популярность бого­родичных праздников, в т. ч. и У. б., объяснялась широким почитанием богородицы как „народной заступ­ницы . В наст, вр., наряду с др. христ. праздниками, У. б. потеря­ло свое былое значение.

УСТАВЩИК - в правосл. церк­ви - старший певчий; у часовен­ных (течение в старообрядчестве) У. вели богослужение в часовнях, крестили, исповедовали и прича­щали верующих.

УТЕШЕНИЕ     РЕЛИГИОЗНОЕ - соц.-психологич. модификация ил­люзорно-компенсаторной функ­ции религии, являющаяся порож­дением и отражением реального бессилия соц. низов в борьбе против тягот и несправедливостей эксплуатат. об-ва. У. р. строится на такой мировоззренч. и морально-этич. основе (идеи об от­носит, ценности земной жизни и абсолютной - загробного бес­смертия; неуничтожимости зла на земле, человеч. бессилии и божь­ем всемогуществе и т. д.), с по­зиций к-рой причины страданий оказываются либо непреодоли­мыми, либо несущественными, а сами страдания — оправданными и даже желательными. Т. обр., эта ложная мировоззренч. и этич. ориентация религии вызывает у ве­рующего человека чувства при­мирения с действительностью, ус­покоения, надежды. Подчеркивая реакц. роль У. р. в эксплуатат. об-ве, В. И. Ленин указывал: „Уте­шать раба есть занятие выгодное для рабовладельца, а настоящий сторонник рабов учит их воз­мущению, восстанию, свержению ига, а вовсе не „утешает их (т. 39, с. 140). Реакц. характер У. р. выражается в том, что оно воспитывает в человеке пассив­ное восприятие действительности, препятствует развитию в нем чувства собственного достоинст-ва, веры в свои силы, отвлекает человека от решения реальных проблем.

УТРЕХТСКАЯ      ЦЕРКОВЬ церк. орг-ция католич. типа с центром в г. Утрехте (Нидер­ланды), к-рая в нач. 18 в. ока­зала поддержку янсенизму в борь­бе против иезуитов и папства, за что ее глава - епископ Кодде - был смещен папой Иннокентием XI. Утрехтский капитул не приз­нал этого решения. В 1723 У. ц. порвала с Ватиканом и стала са­мостоят, церковью во главе с ар­хиепископом. У. ц. признает папу главой католич. церкви, но от­вергает  догматы  о   непогрешимости папы, непорочном зачатии богородицы и ее телесном воз­несении. После I Ватикан, со­бора (1869-1870) происходит сближение и объединение У. ц. со старокатоликами, также не при­нявшими эти догматы.

УЭСЛИ Джон (1703-1791) - англикан. священник, затем пре­подаватель в Оксфорде. Основа­тель и глава методистской церк­ви (см. Методисты).

УЭСЛИ Чарлз (1707-1788) - младший брат основателя мето­дистской церкви Джона У эти и активный помощник в ее соз­дании и укреплении.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Словарь Атеиста:

КВА - КОН

„КВАДРАГЕЗИМО АННО - см. Энциклики пап социальные. КВАКЕРЫ (от англ. quake - трястись, дрожать) - протест, сек­та, возникшая в Англии в 17 в. Основателем секты был ремеслен­ник Дж...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...