Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ФАВ - ФУР

Понятия и определения - Атеистический словарь

ФАВН - в др.-римск. мифоло­гии - бог гор, лесов, лугов, стад, ниспосылающий плодородие по­лям, животным и людям, покрови­тель пастухов и охотников. В др.-греч. мифологии ему соответство­вал Пан, мн. черты к-рого были перенесены на Ф. Подобно Сиаьва-ну, Ф. живет в лесных чащах, пещерах, пугая путников лесными голосами и внушая им т. н. паниче­ский ужас. Его женой считалась Фавна (Фауна).

ФАКИР (араб., букв. - бедняк, нищий) - мусульм. странствую­щий монах, знахарь, прорицатель. В ср.-век. Европе Ф. называли приехавших из стран Востока фокусников (заклинателей змей, шпагоглотателей и т. д.).

ФАКИХ - см. Улемы.

ФАЛЕС (ок. 625-ок. 547 до н. э.) - др.-греч. философ, осно­ватель милетской школы. В своих попытках объяснить многообразие окружающего мира считал перво­основой всего сущего воду. Не­смотря на то что его учение в силу объективных конкр.-историч. ус­ловий осталось в рамках религ.-мифологич. представлений, в нем отчетливо проявляются стихийно-материалистич. подход к миру, стремление видеть „божеств. пер­воначально в материальном, дать физич. объяснение природе. Это дает основание считать Ф. родо­начальником стихийно-материалистич. философии.

ФАЛЛИЧЕСКИЕ     КУЛЬТЫ   (от греч. phallos - мужской половой член) - вера в особую силу по­лового органа мужчины как сим­вола плодородия природы. Фетишизация и обожествление фал­лоса проявлялись в создании ми­фов о его производит, силе, носи­телями к-рой являлись боги (Адо­нис в Греции, Шива в Индии и др.), животные  и   растения;   в  вере людей в эту силу; в ритуальных и магич. действиях; в особых молитвах, обращенных к фалло­су; в ношении его изображений; ритуальных танцах с имитацией полового акта; песнях; принесе­нии в жертву фаллосу девствен­ности; самооскоплении и др. Со­четание этих действий в различ­ных религиях различно. Ф. к. зародились в родовом об-ве, позднее получили распространение в Др. Греции, Риме и странах Азии. Сейчас Ф. к. еще практи­куются в индуизме, тантризме, синтоизме, у нек-рых народов Африки. В христианстве сохра­нились в виде пережитков: в Рос­сии, напр., в обрядности скопцов и христововеров.

ФАНАТИЗМ        РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. fanaticus — исступлен­ный, неистовый) - слепая, дове­денная до крайней степени при­верженность религ. идеям и стрем­ление к неукоснит. следованию им в практич. жизни, нетерпи­мость к иноверцам и инакомыс­лящим. История различных церк­вей, в части, христианской, знает немало примеров Ф. р. Особенно проявляет себя Ф. р. в религ. сектантстве. Характерной особен­ностью проявления Ф. р. является преобладание эмоц. начала над рациональным. Типы фанатиков бывают различные: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекосл. соблюдении религ. норм, обетов (напр., монашество) „аскетич. подвигах (пустынниче­ство и пр.), в навязывании „ис­тинной веры окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. явля­ется изуверство религиозное. Религ.-фанатич. настроения исполь­зуются церковью и эксплуатат. классами для разжигания ненавис­ти к представителям др. веро­исповеданий, расправы над „ере­тиками .

ФАНТАЗИЯ - психич. деятель­ность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имев­шиеся до этого в его непосредств. жизн. опыте. Ф. возникает в про­цессе труда и обществ, деятель­ности как необходимое условие преобразования мира человеком. Ф. необходима в различных сферах деятельности человека, в т. ч. в ис­кусстве и науке. Ф. может иметь разное содержание и играть раз­ную роль в об-ве: она способна обгонять естеств. ход событий, ставя в то же время перед людь­ми реальные задачи и тем самым усиливая их энергию, но может и направлять мысли в сторону от реальности и тем самым рас­слаблять людей, отвлекать их от познания и преобразования мира. Религ. Ф. относится к этому по­следнему виду Ф. Создавая мир иллюзорных, сверхъестеств. су­ществ и сущностей, она затемняет сознание людей, уводит их от реальности. В. И. Ленин назвал ре­лиг. - идеалистич. представления „больной фантазией .

ФАНЬ ЧЖЭНЬ (ок. 450-515) - материалист и атеист ср.-век. Ки­тая. В трактате „Об уничтоже­нии души выступал против буд­дист, учения о бессмертии души и загробной жизни, подчеркивая значение отрицания загробной жизни для активности человека. Ф. Ч. развивал материалистич. взгляды о зависимости души от тела.

ФАРИСЕИ (др.-евр. перушим - отделившиеся) - др.-иуд. религ.-политич. секта, существовавшая наряду с саддукеями со 2 в. до н. э. до кон. 2 в. н. э. и объеди­нявшая представителей средних слоев. Ф. настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные по­зиции в отношении эллинистич. культуры, отличались показным благочестием.

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - предопределенный судьбой, роко­вой) - антинауч. концепция о пре­допределенности событий в природе, об-ве, в жизни отд. человека. В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоз­зрении. Признание бога в качестве творца и управителя мира неиз­бежно ведет к отрицанию способ­ности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассив­ность и бездействие. В вероучени­ях различных религий Ф. прояв­ляется в разной степени. Он про­низывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в каль­винизме. В ряде религ. направле­ний имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются „свобод­ной волей , правом самим рас­поряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология при­ходит к неразрешимому проти­воречию, ибо оказывается не в со­стоянии примирить божеств, волю со „свободной волей человека. Ф. несовместим с науч. мировоз­зрением, к-рое исходит из прин­ципа объективной необходимости, закономерности в природе и об-ве. Человек не может по своему про­изволу изменить закон. Но это не означает его пассивности, бесси­лия перед силами природы. Откры­вая законы природы или обществ, развития, человек использует их в своей деятельности. В противо­положность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправед­ливости эксплуатат. об-ва, внуша­ет людям необходимость смирения с „неизбежными обстоятель­ствами.

ФАТИМА (ок. 605-633) - дочь пророка Мухаммеда от первой жены Хадиджи, жена двоюродного брата Мухаммеда, халифа Али. Культ Ф. распространен среди шиитов. Шиитская династия, пра­вившая в Египте в средние века, носила ее имя - фатимиды. Ф. по­хоронена на извесгном Мединском кладбище. Совершая паломничест­во в Мекку и Медину, женщины-шиитки навещают могилу Ф., раз­дают в память о ней милостыню. На стенах и воротах шиитских мечетей наряду с именами Алла­ха, Мухаммеда, Али и др. имамов пишется имя Ф.

ФАТИМА - деревушка недалеко от Лиссабона, вблизи к-рой в 1917 трем крестьян, детям, пасшим скот, будто бы 6 раз являлась богородица и передала им пове­ление, чтобы Россия была обра­щена в католичество, и тогда на Западе воцарится мир. „Чудо в Ф. было использовано клерик. кругами в 50-х гг., в период „холодной войны , в антисов., антикоммунистич. пропаганде. Ф. стала одним из мест паломничества католиков и рассадником религ. мракобесия. В 1967, в свя­зи с 50-летием „чуда в Ф., туда приезжал папа Павел VI.

ФАТИХА (араб. - открываю­щая) - название первой суры Корана. Ее текст составляет часть мусульм. молитвы и произносится наиболее часто. Ф. состоит из 7 аятов, содержание ее - описание нек-рых атрибутов бога.

ФАТУМ (лат. fatum) - у др. римлян - олицетворение воли бо­гов, всеохватывающей неотврати­мой судьбы, правящей миром и людьми.

ФАЭТОН - в др.-греч. мифах - сын Гелиоса, уничтоженный Зев­сом за то, что, не справившись с огненной колесницей отца, несся к земле, грозя ей гибелью.

ФЕБ - см. Аполлон.

ФЁДОР АТЕИСТ из Кирены (2-я пол. 4 в. - 1-я пол. 3 в. до н. э.) - греч. философ. За свои взгляды был изгнан из Афин и впослед­ствии подвергался преследовани­ям. Ф. - автор не дошедшего до нас произведения „О богах , в к-ром отвергал существование любых божеств.

ФЁДОРОВ Николай Федорович (1828-1903) - рус. религ. мысли­тель. В соч. „Философия общего дела Ф., усматривая осн. зло для человека в смерти, порабощенно-сти слепой силой природы, вы­двинул идею регуляции природы. Высш. цель регуляции - воскре­шение предков („отцов ). Во­скрешение, достижение  бессмертия мыслится Ф. как общее дело человечества, ведущее к всеобще­му братству и родству, к преодо­лению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, „учены­ми и „неучеными , богатством и бедностью, городом и дерев­ней. Соц. утопия Ф. реакционна: она покоится на идеализации патриарх.-родств. отношений, про­тивопоставляемых цивилизации. Для Ф. характерно причудливое соединение христ. догматов с ги-потетич. науч. представлениями. Религ.-филос. и натуралистич. идеи Ф. в наст. вр. широко используют­ся реакц. западными кругами в идеологич. борьбе.

ФЁДОРОВЦЫ - монархич. и ан­тисов. секта, возникшая в нач. 20-х гг. 20 в. в Воронежской обл. Получила значит, распространение в юж. районах ЦЧО, а также на территории Сев. Кавказа, Кубани, Украины. Организаторами ее были монахи Ново-Донского монастыря во главе со священником Вениа­мином. Идеологом и руководите­лем секты стал монах Федор Ры­балко (отсюда название секты), к-рый в 1923 объявил себя свя­тым, назвал Сов. власть, „крас­ным драконом и „антихристом . Ф. вели активную вооруженную борьбу против Сов. власти, про­тив коллективизации, культур­ной революции. На состоявшемся в 1929 процессе над руководи­телями секты она была охаракте­ризована как „проявление церк. контрреволюции . Победа социа­лизма в СССР привела к распаду орг-ции Ф.

ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК тече­ние в беспоповщине (старообряд­чество), основанное в кон. 17 в. Феодосием Васильевым. Соц. базу Ф. т. составили народные низы, гл. обр. беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к са­модержавию и правосл. церкви, строгий аскетизм. Однако в 20-30-е гг. 19 в. в связи с соц. рас­слоением внутри общин Ф. т. рас­падается на ряд согласий, часть верующих переходит в помор­ский толк и в единоверие. Духов­ным центром Ф. т. длит, время была община, основанная федо­сеевцами в 1771 в Москве на Преображенском кладбище, с муж­ским и женским монастырями. В наст. вр. небольшие группы Ф. т. имеются в Прибалтике, в ряде центр, областей европ. час­ти СССР.

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - рус. религ. фило­соф, историк культуры, публицист. В 1925 эмигрировал. Один из ос­нователей журн. „Новый град (Париж, 1931-1939), в к-ром развивал идеи гуманизма христ. в противовес „механич. прогрес­су, безразличному к человеку и его творчеству . Выступал про­тив насаждения культа силы. Осу­ществление обществ, идеала видел на путях христ. социализма, был идейн. противником революц. пре­образований в нашей стране. Ф. - автор многочисл. работ о роли православия в истории рус. куль­туры.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804-1872) - последний пред­ставитель нем. классич. филосо­фии, материалист, атеист. В соч. „Сущность христианства (1841), „Лекции о сущности религии (1851) Ф. с позиций антропологич. материализма подвергает сокру­шит, критике религию и филос. идеализм. Ф. „сводит религиозный мир к его земной основе (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 2), рас­сматривает религию и теологию как продукты самоотчуждения человеч. сущности, к-рые компенси­руют утраченное единство челове­ка с человеком, Я и Ты, индиви­дуума и рода. Усматривая основу религии в чувстве зависимости людей от неподвластных их воле сил, Ф. понимает религию как извращенное, фантастич. осозна­ние и восполнение этой зависимос­ти. Недостатком атеизма Ф. было то, что чувство зависимости он считал абстрактно-антропологич. качеством, коренящимся в эгоиз­ме как извечной характеристике человека, не видел соц. корней религии. Критич. анализ рел. миро­понимания Ф. соединял с убедит, критикой религ. морали, показом враждебности религии общему прогрессу. Однако Ф. считал прос­ветительство единственным спосо­бом борьбы с религией. Абстракт­ность и созерцательность антропо­логич. материализма обусловлива­ет его расширительное понимание религии, что ведет к попытке сконструировать религию без бо­га, религию любви к человеку как высш. существу для челове­ка. Атеистич. учение Ф. было критически переосмыслено и раз­вито Марксом и Энгельсом.

ФЕМИДА - богиня правосудия в др.-греч. мифологии. Изобража­лась с повязкой на глазах, слу­жившей символом беспристрастно­сти.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ  - отрасль бурж. религиоведения, возникшая в нач. 20 в. в Европе. Большинство представителей Ф. р. пытаются применить феноменологич. метод Э. Гуссерля (1859-1938) к анализу религ. сознания. Их работы отличают крайний ан­тиисторизм, отрыв религ. созна­ния от его реальных носителей - конкр. историч. субъектов - и све­дение религ. сознания к совокуп­ности неких „чистых структур и сущностей. Наиболее известные представители Ф. р. - нем. фило­софы М. Шелер и Р. Отто, итал. Р. Петтацони, амер. М. Элиаде, англ. Н. Смарт. Особое место в Ф. р. занимает голланд. школа, основателем к-рой был Г. ван дер Леув. Голланд. феноменологи не опирались непосредственно на фи­лософию Гуссерля, пытаясь более широко использовать материал из истории религии. Однако их попытки систематизировать фено­мены религ. сознания также но­сили антиисторич. характер, они улавливали лишь формальное сходство религ. структур. В по­следние десятилетия в голланд. Ф. р. заметны тенденции к отказу от прежнего формализма и анти­историзма и к сближению с социо­логией и культурантропологией.

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - предста­витель     крестьянско-плебейской ереси сер. 16 в., беглый холоп, принявший монашество. С 1551 начал проповедовать т. н. Новое учение, в к-ром отвергал осн. догматы христианства: троич­ность бога, божественность Иису­са Христа, воскрешение из мерт­вых и др., призывал к всеобщему равенству, веротерпимости, к лик­видации войн и эксплуатации. В 1553 по делу Башкина Матвея Ф.К. был осужден, но успел бе­жать в Литву, где оказал влияние на формирование польско-лит. антитринитариев. О взглядах Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского и польск. писателя 17 в. Андрея Венгерского.

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1091) - игумен Киево-Печерского монастыря, один из его основателей. Ввел строгий монастырск. устав по образцу греческого. Считается основате­лем иноческого общежития на Руси. Причислен к лику святых.

ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340-1405) - живописец, работавший в Византии и Др. Руси. Совместно с рус. мастерами расписал много церквей в разл. городах Руси; писал также иконы и миниатю­ры. Для икон и фресок Ф. Г. характерны одухотворенность об­разов и драматич. напряженность; их отличает самобытность письма и четкость рисунка. Созданная Ф. Г. в Москве живописи, мастер­ская сыграла положит. роль в раз­витии рус. изобраз. искусства.

ФЕТВА (араб. - мнение, реше­ние) - у мусульман - письмен­ное заключение, мнение религ. ав­торитета (обычно муфтия) по богосл.-юридич. вопросам. Ф. основывается на Коране, хадисах, ша­риате и сборниках ранее данных Ф. Она не носит обязательного харак­тера для всех верующих.

ФЕТИДА - в др.-греч. мифоло­гии - одна из нереид, жена прос­того смертного Пелея, мать героя Ахилла. На свадьбе Ф. и Пелея богиня Эрида якобы подбросила „яблоко раздора , приведшее к Троянской войне.

ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche - талисман, амулет, идол) - покло­нение неодушевленным предме­там, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Ф. — один из элементов религ. мировосприятия, входящий как сост. часть практи­чески во все ранние формы ре­лигии и развитые религ. системы. Объектами поклонения - фети­шами могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть естеств. происхожде­ния или созданы человеком. Фор­мы почитания фетишей также раз­нообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Ф. широко распространен и в сов р. религиях, например поклонение „черному камню в Мекке у мусульман, ступам-реликвариям с останками умер­ших монахов и аскетов в буддиз­ме, многочисл. „чудотворным иконам и мощам в христиан­стве.

ФИДЕИЗМ (франц. fideisme от лат. fides - вера) - реакц. на­правление филос. мысли, обосно­вывающее необходимость религ. веры наряду со знанием. По оп­ределению В. И. Ленина, Ф. - это „учение, ставящее веру на место знания или вообще отводящее из­вестное значение вере (т. 18, с. 10). Согласно Ленин, традиции понятие Ф. в совр. борьбе идей в области философии означает объективно служебную роль идеа­лизма по отношению к религии, наукообразную защиту религии при помощи аргументов идеалистич. философии. Все осн. направ­ления совр. бурж. философии - неопозитивизм, прагматизм, экзи­стенциализм, персонализм, фено­менология, неотомизм, антрополо­гия философская - тесно связа­ны с Ф. В совр. эпоху особенно модными стали те фидеистич. фи­лос. школы, к-рые, признавая за­слуги и необходимость науки, в то же время провозглашают, что человек не может ограни­читься наукой, не может обойтись без религ. веры, ибо наука имеет дело с природными явлениями, а религия дает ответ на вопросы духовной жизни человека, служит единственной основой нравствен­ности. Да и само изучение приро­ды, по мнению совр. защитников религии,   показывает  ограничен­ность и абсолют, относительность человеч.   знания,  „подтверждая тем самым осн. посылки религ. веры. Бесконечность познания при­роды и относит, характер совр. науч. знания выдаются за „аргу­мент в пользу принципиальной ограниченности науки, в пользу религии. Крепнущая связь совр. филос. идеализма и совр. Ф. не­оспорима. Своеобразное богоиска­тельство проходит через всю совр. бурж.   философию.   Происходит процесс теологизации философии, ее религ. переосмысления. На язы­ке  философии  воспроизводятся христ. сюжеты „греховности , „ви­ны ,    „очищения ,   „надежды , „воздаяния и т. п. Единство идеа­лизма   и   религии   обусловлено родством, общностью порождаю­щих их соц. и гносеологич. кор­ней.   Религия   открывает  перед идеализмом иллюзорную перспек­тиву целостного мировоззрения, а идеализм помогает религии об­рести видимость интеллект, рес­пектабельности. И в наст. вр. важ­ным и актуальным является вы­вод В. И. Ленина о том, что идеа­лизм   „есть только  утонченная, рафинированная форма фидеизма, который   стоит   во   всеоружии, располагает громадными органи­зациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу себе малейшее шатание философской    мысли      (т. 18, с. 380).

ФИКХ (араб. - разумение) - мусульм. правоведение, отражавшее феод. соц.-экономич. отношения. Ф. основан на Коране, сунне, иджме (согласованном мнении бого­словов) и аналогии. В ср.-век. мусульм. мире безраздельно гос­подствовал Ф., а в качестве за­коноведов выступали богословы. Ортодокс, суннитский Ф. разде­лялся на 4 самостоят, юридич. школы - ханифитов, маликитов, шафиитов   и  ханбалитов.   Ныне в нек-рых странах распростра­нения ислама создаются светские правовые учреждения, что вле­чет за собой значительное сужение сферы действия Ф.

ФИЛАКТЕРИИ (греч. phylakteriоn - сберегатель, хранитель), тефиллин (др.-евр. - молитв, рем­ни) - амулет у иудеев, представ­ляющий собой 2 маленьких кожа­ных ящичка с ремнями, в к-рые вложены написанные на пергамен­те 4 цитаты из Торы. Во время ут­ренней молитвы прикрепляются на лбу и левой руке, символизи­руя, что мысли и сердце моляще­гося обращены к богу. По мнению верующих, Ф. оберегают от „злых духов .

ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий Ми­хайлович, 1782-1867) - с 1826 моек, митрополит, воинств, защит­ник царизма и крепост. права. Враг свободы и демократии, Ф. просла­вился молебном „за спасение от крамолы , к-рым отметил казнь декабристов. Ревностно следил, чтобы демократич. идеи и естеств.-научные знания не проникали в народ. Не раз выступал против материализма, атеизма, передо­вой лит-ры. Ф. был автором „Про­странного катехизиса , изучавше­гося на уроках закона божье­го в дореволюц. России. Высо­ко чтится совр. рус. правосл. цер­ковью как „толкователь св. писа­ния , „мудрый учитель нравствен­ности , „талантливый админист­ратор .

ФИЛИОКВЕ (лат. filioque - и от сына) - сформулированное впер­вые на Толедском церк. соборе в 589 добавление к христ. симво­лу веры. Согласно утвержденному I и II вселен, соборами (325 и 381) символу веры св. дух исходит от бога-отца. Добавление же за­ключалось в утверждении, что св. дух исходит и от бога-отца и от бога-сына. Греко-визант. (пра­восл.) церковь не приняла до­бавление, что явилось одним из формальных предлогов к разде­лению в 1054 христ. церкви на зап. и вост. ветви (см. Разделение церквей).

ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК - тече­ние в беспоповщине (старообряд­чество) , выделившееся из помор­ского толка в 1737 в знак протес­та против включения руководст­вом поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение инок Филипп (в миру — Фотий), к-рый основал на р. Ум-бе поселение своих единомыш­ленников. Характерным для Ф. т. был крайний фанатизм: совр. об-во объявлялось „царством анти­христов , а самоубийство - вер­ным средством ухода из этого мира в „царство небесное . В 1743 Филипп и 70 его последователей сожгли себя, чтобы не попасть в руки солдат, окруживших скит. Ф. т. были присущи замкнутость и строгая требовательность в от­ношении приема в свои общины. Однако в Ф. т., как и в др. течени­ях беспоповщины, происходили процессы обмирщения. Это приве­ло к образованию различных согла­сий: нечадородных, чадородных, орловских филипповцев, брачных беспоповцев, немолящихся с при­глашением, аароновцев. В наст, вр. в СССР сохранились небольшие группы последователей Ф.т.

ФИЛОН     АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н.э. - ок. 50 н. э.) - иуд.-эллинист, теолог и философ-мистик, создатель метода аллегорич. толкования Библии с по­мощью понятий греч. философии. Филос.-теологич. учение Ф. пред­ставляет собой эклектич. соедине­ние идей греч. стоиков, платони­ков и пифагорейцев с мифологич. образами Ветхого завета. Иуд. бог (Яхве) толкуется им как высш., трансцендент. бытие. Бог творит мир и управляет им через своего посредника - логоса. Человек по­нимается как образ и подобие логоса, но в то же время как су­щество греховное. Восстановление духовной чистоты человека осуще­ствляется путем аскезы, самопоз­нания, стоической апатии и мистич. экстаза. Представления Ф. оказали большое влияние на формирование христ. вероучения.

ФИЛОСОФИЯ  ВСЕЕДИНСТВА, метафизика всеединства - одно из направлений религ. философии. Возн. на рубеже 19-20 вв. в Рос­сии. Идейн. истоки Ф. в. - фи­лософия др. мира, в части, учение неоплатонизма (Плотин, Прокл). Понятие „всеединство встречает­ся у Я. Бёме (17 в.), у нем. мисти­ка Фр. Баадера (19 в.) и Шеллинга. В России Ф. в. представлена систе­мами В. Соловьева и таких его последователей, как братья Тру­бецкие, Карсавин, Франк. Все­единство, согласно Ф. в., означа­ет некое универс. единство Все­ленной, взаимосвязь ее частей и вместе с тем зависимость ее от аб­солют, духовного начала. В трак­товке рус. религ. философов все­единство - это единство бога и мира, бога и человека, реализуе­мое через „богочеловечество , вы­ражением к-рого является цер­ковь.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ - фи­лос. объяснение религии и ее оценка, определяемые общей фи­лос. концепцией того или иного мыслителя. В домарксовской Ф. р. наблюдались 2 осн. тенденции: идеалисты в прямой или завуа­лированной форме обосновывали необходимость религии, признава­ли ее сверхъестеств. источник. Материалисты стремились объяс­нить религию естеств. земными причинами, выявляли ее несовме­стимость с разумом, с наукой. К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили материалистич. традиции объясне­ния религии, в то же время углубив и развив их с позиций диалектич. и историч. материализма. Марк­сист. Ф. р. решает 3 осн. пробле­мы: во-первых, она дает общее теоретич. решение вопроса о при­роде религии, ее сущности; во-вторых, развертывает гносеологич. анализ религии как ложного, прев­ратного отражения мира, иссле­дует особенности религ. дефор­мации действительности; в-треть­их, выясняет гносеологич. корни религии, условия и возможности ее формирования. С т. зр. марк­сизма религия представляет со­бой историч. порождение опре­деленных социальных систем. Бур­жуазная Ф. р. тесно смыкается с теологией, объявляя главными проблемами бытие бога и бес­смертие души.

ФИНАЛИЗМ (от лат. finalis - ко­нечный, являющийся целью) - религ.-идеалистич. учение о дви­жении мира от его начала к пре­допределенному свыше концу. Ф. противоположен концепциям веч­ности мира или цикличности его развития. Ф. присущ иудаизму, христианству, исламу, в отличие от индуизма, буддизма, античной ре­лигии. Ф. - следствие креацио­низма, он родствен телеологии и эсхатологии. Ф. проявляется и в тех натур-философских кон­цепциях, к-рые рассматривают лю­бые изменения в природе как целенаправленные и конечные.

ФИНИКИЙСКАЯ     РЕЛИГИЯ политеистич. верования, распро­страненные во 2-1 тысячелетиях до н. э. в Финикии. Единого пан­теона богов в Ф. р: не было. Фи­никияне поклонялись силам при­роды, небесным светилам, пло­дотворной силе земли. Гл. боже­ство - Ваал (впоследствии Адо­нис) - благотворящая сила земли. Ваалат (Ашера) - богиня любви. Молах - бог палящих лучей солнца. Астарта - богиня смер­ти. В Ф. р. имелись элементы фетишизма (культостроконечных, конусообразных камней, деревь­ев, гор), были приняты жертво­приношения (людей и животных), строгий аскетизм, самоистязания, обрезание. Первоначально верова­ния финикиян отражали кочевой быт их предков, затем центр, место в них заняли земледельч. культы, в к-рых прослеживается идея умирающего и воскресающе­го бога, впоследствии проникшая в иудаизм и христианство.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762-1814) - нем. философ-идеалист. Ф. выступал против суеверий и традиц. религ. представлений, сводил откровение к познанию духовного принципа, морального закона, считал, что божество про­является и осуществляется через человеческое Я, будучи имманент­ным ему, отвергал всякие попыт­ки   доказательства  бытия  бога, кроме нравств. доказательства, объявлял бога моральным ми­ропорядком, а веру - исполне­нием морального долга. В уче­нии Ф. нет места для традиц. христ. концепции греха и спасе­ния. Все это послужило основа­нием для обвинения его в ате­изме.

ФЛАГЕЛЛАНТЫ (от лат. flagellum - бич), бичующиеся - религ. братство, выступавшее против соц. и духовного гнета феодалов и католич. церкви. Возникло в Италии в 1210. Ф. - выходцы из среды го­родской бедноты, ходили из горо­да в город, возвещая конец света. Они выступали против индульген­ций, святых культа. Подвергали себя самобичеванию (отсюда их название) в знак покаяния и „кре­щения кровью , дающего якобы искупление грехов. В 14 в. Ф. можно было встретить во Фран­ции, Польше, Эльзасе, Лотарин­гии, Швабии, Дании. В 1349 Ф. были осуждены церковью как еретики. Превратившись в замк­нутую секту, Ф. постепенно прек­ратили свое существование.

ФЛОРА - в др.-римск. пантео­не - богиня расцвета, весны. По­стройка храма и учреждение в 238 до н. э. игр в честь Ф. - флоралий были предписаны Сивиллиными книгами. Флоралий проводились раз в год. Они несли на себе все черты аграрных к улью в со свой­ственным им весельем, разгулом.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александро­вич (1882-1943) - рус. религ. философ, священник и богослов, последователь В. Соловьева. Центр, вопрос его гл. работы *Столп и утверждение истины - обос­нование истинности правосл. дог­матики, особенно триединства. Антиномичность догматов, напр. единосущности и трехипостасности бога, по Ф., не может быть объяс­нена на основе логич. закона тождества. Разрешение самооче­видных антиномий возможно только путем безуслов. признания истинности догматов, к-рые долж­ны быть для разума самодоказат. аксиомой. Ф. написаны также богосл. работы, посвященные обос­нованию аскетизма, почитания икон. Помимо богословия зани­мался физикой, математикой, но и спец. работы. Ф. пронизаны религ.-мистич. идеями.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ      со­глашение об объединении католич. и правосл. церквей на соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия православием догм католич. веро­учения (о филиокве, о чистилище, о главенстве папы) при сохранении правосл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих (как духовенства, так и мирян) „под обоими видами , т. е. хлебом и ви­ном. Папство стремилось посред­ством  унии подчинить правосл. церковь и „правосл. страны свое­му влиянию.  Греч, духовенство и визант. император Иоанн Палео-лог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и вели­кий   князь   Василий II   Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчинен­ных в то время лит. князю, Ф. у. была принята. Отказ рус. церк. и светских властей признать Ф. у. перечеркнул  планы  папства от­носительно подчинения Руси свое­му политич. влиянию. Это имело большое значение для укрепления международ, положения рус. гос-ва. Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский со­бор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ      СОБОР  - см. Вселенские соборы.

ФОКС Джордж (1624-1691) - основатель протест, движения ква­керов. Выступил в 1647 с пропо­ведью учения о том, что истина по­стигается верующими с помощью особого „озарения св. духом, ука­зывающим путь нравств. совер­шенствования. Оно легло в основу вероучения квакеров.

ФОЛЬКЛОР И АТЕИЗМ. Устное народное творчество в форме бы­лин, сказок, баллад, легенд, ду­ховных стихов, песен, пословиц, поговорок всегда содержало в се­бе элементы художеств.-мифологич. и науч. освоения мира. Исто­рически сложившиеся формы Ф. у разных народов мира были первоначально связаны с религ. мировоззрением. Религ.-мифоло­гич. сюжеты и мотивы - неотъем­лемая часть Ф. В то же время в Ф. нашли отражение воззрения, в к-рых содержится критика религ. мировоззрения, атеистич. и антиклерик. мотивы. Эта сторона Ф. особенно усиливается с 17 в., в связи с ростом антифеод, борь­бы. Она ярко воплотилась в боль­шом количестве т. н. „антипопов­ских сказок, в к-рых остро вы­смеиваются служители культа, бо­лее всего их корыстолюбие. Боль­шую роль в формировании стихийно-материалистич. взглядов и идей соц. протеста имели сказ­ки с образом черта, к-рого чело­век наказывает, высмеивает, ста­вит в тупик, побеждает и застав­ляет служить себе. Со вт. пол. 19 в. острая антиклерик. сатира - излюбленная тема частушек. В царской России исполнители и собиратели антиклерикального Ф. преследовались, но, несмотря на это, он пользовался огромной популярностью. Ф. как источнику для изучения чаяний, мировоззре­ния и психологии народа боль­шое значение придавал В. И. Ленин.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226-1274) - католич. теолог, ученик Альберта Великого. В 1323 был причислен католич. церковью к лику святых. Предпринял попыт­ку философски обосновать христ. вероучение, для чего системати­зировал и прокомментировал в ду­хе христианства осн. идеи аристо­телевской философии. Значит, влияние на учение Ф. А. оказал неоплатонизм. Проделанный Ф. А. синтез аристотелизма и христиан­ства означал выхолащивание материалистич. элементов из фило­софии Аристотеля и выпячивание идеалистич. ее положений. Ядро философии Ф. А. - принцип гармонии веры и разума, призна­ние того, что разум способен обосновать бытие бога и опро­вергнуть филос. доводы против „истин. веры . В энциклике папы Льва XIII „Aeterni patris (1879) филос. система Ф. А. была наз­вана „единственно истинной фи­лософией католицизма . Осн. тру­ды: „Сумма теологии , „Сумма философии, об истинности католи­ческой веры против язычников .

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Томас Хамеркен, ок. 1380-1471) - нем. религ. писатель, мистик, монах-августинец. Наибольшей извест­ностью пользуется его книга „О подражании Христу (ок. 1418), в к-рой из признания греховности мира выводится проповедь аске­тизма и смирения. По Ф. К., толь­ко подражание жизни Христа мо­жет спасти человека и дать ему вечное блаженство. Книга Ф. К., отвечавшая идеология, и соц.-по-литич. задачам церкви, широко пропагандировалась духовенст­вом мн. христ. вероисповеданий и выдержала более 2000 изданий.

ФОНТЕНЕЛЬ Бернар Ле Бовье де (1657-1757) - франц. писатель и философ-просветитель. В полу­чившем широкую известность со­чинении „Рассуждения о множест­венности миров (1686) пропаган­дировал гелиоцентрич. систему Коперника, идеи Бруно и Гали­лея, критиковал антинауч. библей­скую картину мира. В „Истории оракулов и примыкающей к ней работе „О происхождении мифов и др. произведениях отверг пред­ставления о богоданности религии, считал ее порождением человеч. сознания, на примере многобожия критиковал религ. суеверия и предрассудки, обвинял жрецов, священнослужителей в обмане лю­дей, насаждении невежества, фа­натизма.

ФОРСТЕР Георг (1754-1794) - нем. философ, естествоиспытатель. В 80-е гг. перешел с религ. пози­ций на позиции материализма. В критике религии продолжал традицию франц. материалистов. Перевел   на   нем.   язык   книгу Б. Ф. Вольнея „Руины . Для Ф. нет ничего выше разума, идея бога яв­ляется отражением естеств. сил, а религия - продукт человеч. чувств, потребностей, условий.

ФОРТУНА - в др.-римск. мифо­логии - богиня судьбы, счастья, случая.

ФОТИЙ (9 в.) - визант. церк. и политич. деятель, писатель, кон­станта ноп. патриарх в 858-867 и 877-886. Боролся с павлики-анством и др. ересями, способ­ствовал распространению право­славия среди славян (при Ф. возникла болг. правосл. церковь, подчиненная константиноп. патри­арху), что привело его к конф­ликту с папством. Ф. стремился к уравнению власти патриарха с императ. властью. В 886 был низложен и умер в ссылке.

„ФРАЙДЕНКЕР („Der Freidenker - „Свободомыслящий ) - ежемесячный журнал - орган Нем. союза свободомыслящих; , издается в Дортмунде (ФРГ). С 1905 по 1925 печатным орга­ном свободомыслящих Германии был журн. „Атеист , ставший с 1925 органом Интернационала пролетарских свободомыслящих и издававшийся в Вене. С этого времени Нем. союзом свободо­мыслящих стал издаваться в Бер­лине журн. ,,Ф. . В 1933 с прихо­дом к власти нацистов издание журнала было запрещено. Во­зобновилось издание „Ф. в 1951. „Ф. имеет приложение для мо­лодежи „Юнге генерацьон („Мо­лодое поколение ). Ориентация „Ф. по мн. вопросам прогрес­сивна. Он освещает актуальные соц.-политич. вопросы, публикует статьи антиклерик. и просветитель­ского характера, помещает работы классиков марксизма. Под таким же названием издает свой журнал Объединение свободомыслящих Швейцарии.

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) - рус. религ. философ, последователь В. Соловьева. Начав свою обществ, деятельность с про­паганды   марксизма,  Ф.  вскоре отошел от него, встав на позиции борьбы с материализмом и ате­измом. Участвовал в контррево-люц. сб. „Вехи . В 1922 эмигри­ровал. В философии развивал идею всеединства (см. Философия всеединства) и богочеловечества. На основе противоречивости бо­жеств, ценности всего сущего и не­совершенства конкр., эмпирич. мира пытался построить христ. теодицею и этику. В последних работах усилились тенденции пан­теизма, добро и зло уже не свя­зывались Ф. с человеч. личностью, он считал их полярными началами всего сущего.

ФРАНК-КАМЕНЕЦКИЙ Израиль Григорьевич (1880-1937) - сов. востоковед и историк религии. Осн. работы: „Памятники египет­ской религии вфиванский период , т. 1-2 (1917-1918), „Религия Амона и Ветхий завет (1920), „Пророки-чудотворцы (1925) и др. Особое внимание уделял связи библ. сюжетов с доиуд. и дохрист. мифологией.

ФРАНКЛИН Бенджамин (1706-1790) - ученый, просветитель и политич. деятель, один из лиде­ров борьбы амер. народа за неза­висимость. Ф. критиковал религ. мировоззрение и догматику, вы­ступал против сверхъестеств. объ­яснения природных и соц. явле­ний. Ему свойственна деистич. непоследовательность: допускал идею абстракт, бога, религ. пред­расположенность человека, морально-воспитат. ценность недог­матически понимаемого христиан­ства. Боролся против нетерпимос­ти религ., за законодат. обеспече­ние религ. свободы, секуляриза­цию обществ, жизни.

ФРАНКО Иван Яковлевич (1856-1916) - укр. писатель, ученый, обществ, деятель. Мировоззрение Ф. сформировалось под влиянием идей Т. Г. Шевченко и рус. рево-люц. демократов. Развивая эти идеи, Ф. стремился обогатить их филос. понятиями марксизма, пе­ревел на укр. язык ряд соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, но последоват. марксистом не стал. Ф. был воинств, атеистом, непримиримо относился к религии и церкви, высмеивал ханжество и лицемерие церковников, выступал против засилья клерикалов в школе.

ФРАНС Анатоль (наст, имя Анатоль Франсуа Тибо, 1844-1924) - франц. писатель. Мн. произведения Ф. проникнуты свободомыслием, направлены против догматов рели­гии, религ. морали, осуждают ре­лиг. фанатизм, лицемерие, утвер­ждают величие естеств. законов жизни и стремлений человека. В книге „Церковь и республика (1904) выступает против клерик.-националистич. реакции.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (1181 или 1182-1226) - основатель ре­лиг. „братства близ Ассизи (Ита­лия) . Ф. А. проповедовал бедность, ссылаясь на раннее христианство, призывал к отказу от всякой соб­ственности. Протест против соц. неравенства носил пассивный ха­рактер, что позволило папству использовать движение Ф. А. в сво­их целях: после его смерти „брат­ство превратилось в офиц. католич. орден францисканцев, к-рый  отрекся от осн. идей Ф. А. Его верные последователи называли се­бя миноритами.

ФРАНЦИСКАНЦЫ - католич. ни­щенствующий монаш. орден. Соз­дан Франциском Ассизским в Ита­лии в 1207-1209, но вскоре по­лучил распространение и в др. странах Зап. Европы. Самим ос­нователем был назван Орденом меньших братьев; под этим наз­ванием был утвержден папой в 1223. Уставное требование бедности относилось у Ф. не толь­ко к членам ордена, но и к ордену в целом. Ф. жили не в монастырях, а в миру, странствовали, пропове­довали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это спо­собствовало росту их популярнос­ти и притоку пожертвований. Воз­никнув в противовес офиц. церк­ви с ее богатством и роскошью, орден Ф. со временем превратил­ся в надежное орудие зашиты ин­тересов папства: Ф. вели борьбу против ереси, участвовали в инк­визиции, активно поддерживали католич. реакцию, проповедуя на­родным массам идеи смирения и покорности. В 1256 папа предо­ставил Ф. право преподавания в ун-тах. Ф. занимались и мисси­онер, деятельностью. В 16-18 вв. Ф. были изгнаны из нек-рых стран. Однако и в наст, в р. Ф. являются одним из влиятельных католич. орденов. В его ведении находится ряд высш. уч. заведе­ний, в т. ч. и ун-тов, миссионер, орг-ции и др. Орден возглавля­ет генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францискан. монаш. орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским.

ФРАНЦОВ (Францев) Георгий (Юрий) Павлович (1903-1969) -сов. ученый, специалист по проб­лемам истории религии и атеиз­ма, философии и социологии, ака­демик, публицист. В 20-30-х гг. Ф. опубликовал ряд исследований по истории др. религ. верований, о происхождении религии. В 1959 был издан большой труд Ф. „У ис­токов религии и свободомыслия , посвященный происхождению ре­лигии и атеизма, возникновению христианства. В 1965 вышла кни­га Ф. „Исторические пути социаль­ной мысли , в к-рой освещается ряд проблем критики религ. идео­логии.

ФРЕЙД Зигмунд - см. Фрейдизм.

ФРЕЙДИЗМ - течение в бурж. психологии, соц. философии и фи­лософии культуры, основополож­ником к-рого был австр. психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856— 1939). Ф. первоначально возник как особый метод лечения невро­зов, основанный на осознании па­циентом давно забытых им фак­тов, к-рые явились причиной его невротич. состояния. Позже Фрейд попытался применить разработан­ный им метод психоанализа для объяснения явлений культуры, в т. ч. и религии. Отношение Фрей­да к религии носило противореч. характер: как свободомыслящий, он считал религию врагом прос­вещения и прогресса, в то же время пытался объяснить ее как порождение индивид, психики - неудовлетворенности желаний и побуждений. Он определял рели­гию как „общечеловеческий нев­роз навязчивости , игнорируя соц. корни религ. верований. Наиболее слабым местом религиоведч. кон­цепции Фрейда была его попытка объяснить возникновение тотемиз­ма с помощью „Эдипова комплек­са . По Фрейду, в основе тоте­мизма лежал факт восстания сы­новей против отца, к-рого они ревновали к матери. Однако после убийства отца сыновья почувство­вали вину и раскаяние за соде­янное. Облегчить этот психологич. конфликт им помог перенос чувств с отца на тотемное живот­ное. В дальнейшем произошла эволюция объекта почитания, то­тем превратился в бога. Бог иудаизма и христианства психоло­гически является идеализацией об­раза отца. Концепция Фрейда, не имеющая под собой историч. базы, была встречена критически большинством этнологов и рели­гиоведов. Ф. развивался и видо­изменялся его последователями. В части., К. Г. Юнг придал Ф. от­кровенно идеалистич. характер, сблизил его с теологией; „Нео­фрейдисты (Э. Фромм и др.) попытались очистить Ф. от „пан-сексуализма , сочетать его с со-циологич. концепцией, подвергаю­щей критике совр. капиталистич. об-во. Богословы относились к Ф. сначала отрицательно, затем учас­тились попытки использовать Ф. для „науч. обоснования нек-рых теологач. догматов. Христ. бого­словам импонирует понимание Ф. человека как слепого орудия при­родных „греховных влечений и инстинктов, что используется теологами для обоснования дог­мата о первородном грехе.

ФРЕЙЗЕР (Фрэзер) Джеймс-Джордж (1854-1941) - англ. ис­следователь истории религии, этно­граф. Особую известность получи­ло 12-томное исследование Ф. „Зо­лотая ветвь (1911-1915), где дана картина развития верований и обрядов всех эпох. Здесь же Ф. изложил свой взгляд на умствен­ное развитие человечества, в к-ром различал 3 ступени: магию - рели­гию - науку. Большое значение для критики ветхозаветной библ. традиции имеет работа Ф. „Фольк­лор в Ветхом завете (1918), где подобраны многочисл. аналогии и параллели к библ. повествова­ниям. Большой вклад сделал Ф. в изучение тотемизма („Тотемизм и экзогамия , 1910). Др. его тру­ды посвящены культу природы, вере в загробную жизнь и пр. Хо­тя взгляды и методы Ф., выдер­жанные в стиле классич. эволю­ционизма, не раз подвергались критике, науч. заслуги ученого, собравшего в своих трудах колос­сальный материал, важный для критики церк.-богосл. традиций, бесспорны.

ФРЕЙР - в сканд. мифологии - бог плодородия, брака, изобилия и мира, сын Ньёрда, брат Фрейи. Культ Ф. был особенно распрост­ранен в Швеции. с

ФРЕЙЯ - в сканд. мифологии - богиня плодородия, любви и кра­соты, дочь бога моря Ньёрда, сест­ра Фрейра, жена покинувшего ее бога ветра Ода, к-рого она ищет по всей земле, роняя золотые слезы (хлебные зерна).

ФРЕРЕ Никола (1688-1749) - франц. просветитель и атеист, этнограф, религиовед. В исследо­ваниях пользовался сравнит.-историч. методом. Миф, с т. зр. Ф.. выступавшего против эвгемеристов (см. Эвгемеризм), это фантастич. отражение действительно­сти в первобытн. сознании; исто­рич. элемент занимает в нем под­чиненное место. Ф. показал преем­ственность и взаимовлияние ре­лигий: большинство др.-греч. бо­жеств заимствовано у египтян и финикийцев; христианство во­брало в себя др.-егип. и иуд. ми­фы. Тем самым Ф. показал исто­рич. недостоверность евангелий. Осн. труды: „Письма Трасибула к Левкиппе , „Критическое рас­смотрение апологетов христиан­ства .

ФРИГГ (старосканд. frigg, др.-готск. Frija - возлюбленная, гос­пожа) - в сканд. мифологии - супруга Одина, мать Балъдра, бо­гиня брака, любви, семейного очага. Слияние культов асов и ва-нов способствовало слиянию обра­зов Ф. и Фрейи, на к-рую были перенесены атрибуты Ф.

„ФРИСИНКЕР (англ. „Freethin­ker - „Свободомыслящий ) - англ. ежемесячный журнал, орган Нац. секулярного об-ва Велико­британии. Издается в Лондоне с 1881; был основан Дж. У. Футом, к-рый определил его как „ан­тихрист, орган, ведущий постоян­ную войну против религ. предрас­судков вообще и против христ. суеверия в особенности („Ф. , 1981, № 5, с. 81). „Ф. ориенти­рован на либерально-бурж. течения и антиклерикализм, однако начи­ная с 60-х гг. наблюдается более четкий курс на пропаганду ате-истич. идей.

ФРОММ Эрих (1900-1980) - нем.-амер. психолог, социолог, представитель неофрейдизма. Ре­лиг. вера, по мнению Ф., коре­нится в неизменной природе че­ловека и выполняет соц.-терапевтич. функцию компенсации, смяг­чения внутр. разлада и отчужде­ния, спасения человека от невы­носимого одиночества. В абстрактно-гуманистич. религаи Ф. ви­дит средство создания „здорового об-ва . Теологи используют идеи Ф. в целях модернизации суще­ствующих религий.

ФУЛЬДА — бенедиктинское аб­батство близ Франкфурта-на-Май­не, основанное в 744 Винифре-дом Бонифацием. В наст. вр. Ф. -епископство, здесь у „гроба св. Бонифация устраиваются конфе­ренции нем. католич. епископов.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ. В широ­ком смысле этот термин упот­ребляется применительно к тем религ. направлениям, к-рые про­возглашают неизменность догма­тики, требуют букв, принятия со­держащихся в „священных кни­гах пророчеств и чудес, отвергая при этом всякие попытки их ал-легорич. истолкования, предпо­читая слепую веру доводам разу­ма, настаивая на строгом и неу­коснительном исполнении всех тра-диц. предписаний религии. В уз­ком смысле термин используется для обозначения ортодокс, тече­ния в сов р. протестантизме, к-рое возникло в канун первой миро­вой войны среди наиболее кон­сервативной части амер. протес­тантов как отриц. реакция на рост богосл. модернизма и либерализ­ма в христианстве. Название свое течение получило после 1910. Фун­даменталисты требовали укрепить веру в традиц. догмы христиан­ства и особенно в безусловную непогрешимость Библии, придер­живаться буквального ее истолко­вания, не допускающего к.-л. критич. отношения к содержанию лю­бой из ее частей. После первой мировой войны идеи Ф. получают в США широкое распространение. В 1919 в Филадельфии была ос­нована Всемирн. христ. фунда­менталистская ассоциация, пре­зидентом к-рой стал лидер этого движения В. Б. Райле. Наиболь­шего расцвета ассоциация дости­гает в 20-х гг. В 30-х гг. фундамен­талистское движение пошло на убыль. В 1942 небольшие груп­пы фундаменталистов организо­вали Нац. ассоциацию евангели­стов в составе Амер. совета христ. церквей. К 1955 в этом совете осталось лишь незначит, чис­ло фундаменталистов. Однако в кон. 70-х - нач. 80-х гг. они активизировали свою деятель­ность. Этому способствовало уси­ление кризисных явлений в ка-питалистич. мире.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ осн. направления воздействия религии на об-во, группу единоверцев и личность. Религии, как и др. обществ, явлениям, свойственна определенная система соц. функ­ций. Марксист, понимание Ф. р. опирается, во-первых, на ее гносеологич. оценку как иллюзорно­го сознания и, во-вторых, на вы­явление той соц. потребности, к-рая необходимо порождает религ, верования в докоммунистич. обществ, формациях. С марксист, т. зр. потребность того или иного об-ва в религии есть прежде всего потребность в иллюзорном вос­полнении практич. бессилия людей. Соответственно гл. и всеобщей Ф. р. является иллюзорно-ком­пенсаторная. Подобно опиуму, религия уводит людей от реаль­ности, создавая видимость облег­чения страданий, преодоления трудностей. Однако, уводя их от действительности, религия мешает им познать подлинную природу их жизн. проблем, а следователь­но, препятствует и их преодоле­нию, выступает тормозом на пути обществ, прогресса. Иллюзорно-компенсаторная Ф. р. свойствен­на ей в любых историч. условиях, в т. ч. и в совр. эпоху. Религия выполняет и др. Ф.: мировоз­зренческую, когда она создает религ. картину мира, по-своему объясняет природу человека и пу­ти развития об-ва; регулятив­ную, когда с помощью норм и предписаний регулирует пове­дение людей; коммуникатив­ную, устанавливая связи между единоверцами; интегрирую­щую, укрепляя и поддерживая конфес. общность, а в ряде слу­чаев способствуя сохранению су­ществующей системы обществ, от­ношений; сегрегирующую, ког­да она разделяет и противопостав­ляет друг другу последователей разных религий. ,Бурж. религио­ведение игнорирует гл. Ф. р. — иллюзорно-компенсаторную. Оно выпячивает интегрирующую Ф. р., рассматривая религию как гл. средство обеспечения целостности об-ва. Бурж. психология религии подчеркивает благотворность для личности „психотерапевтической Ф. р., не учитывая объективного соц. смысла религ. утешения: хотя субъективно верующий и испыты­вает облегчение, но оно достига­ется ценой подчинения духовной жизни человека религ. иллюзиям.

ФУРИИ - в рим. мифологии - женские божества мщения и уг­рызений совести, отождествля­лись с др.-греч. эриниями.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Большинство, напоминающее меньшинство

News image

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет. Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные ат...

Словарь Атеиста:

ДАВ - ДЖИ

ДАВИД (кон. 11 в. до н. э. - ок...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...