Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ФАВ - ФУР

Понятия и определения - Атеистический словарь

ФАВН - в др.-римск. мифоло­гии - бог гор, лесов, лугов, стад, ниспосылающий плодородие по­лям, животным и людям, покрови­тель пастухов и охотников. В др.-греч. мифологии ему соответство­вал Пан, мн. черты к-рого были перенесены на Ф. Подобно Сиаьва-ну, Ф. живет в лесных чащах, пещерах, пугая путников лесными голосами и внушая им т. н. паниче­ский ужас. Его женой считалась Фавна (Фауна).

ФАКИР (араб., букв. - бедняк, нищий) - мусульм. странствую­щий монах, знахарь, прорицатель. В ср.-век. Европе Ф. называли приехавших из стран Востока фокусников (заклинателей змей, шпагоглотателей и т. д.).

ФАКИХ - см. Улемы.

ФАЛЕС (ок. 625-ок. 547 до н. э.) - др.-греч. философ, осно­ватель милетской школы. В своих попытках объяснить многообразие окружающего мира считал перво­основой всего сущего воду. Не­смотря на то что его учение в силу объективных конкр.-историч. ус­ловий осталось в рамках религ.-мифологич. представлений, в нем отчетливо проявляются стихийно-материалистич. подход к миру, стремление видеть „божеств. пер­воначально в материальном, дать физич. объяснение природе. Это дает основание считать Ф. родо­начальником стихийно-материалистич. философии.

ФАЛЛИЧЕСКИЕ     КУЛЬТЫ   (от греч. phallos - мужской половой член) - вера в особую силу по­лового органа мужчины как сим­вола плодородия природы. Фетишизация и обожествление фал­лоса проявлялись в создании ми­фов о его производит, силе, носи­телями к-рой являлись боги (Адо­нис в Греции, Шива в Индии и др.), животные  и   растения;   в  вере людей в эту силу; в ритуальных и магич. действиях; в особых молитвах, обращенных к фалло­су; в ношении его изображений; ритуальных танцах с имитацией полового акта; песнях; принесе­нии в жертву фаллосу девствен­ности; самооскоплении и др. Со­четание этих действий в различ­ных религиях различно. Ф. к. зародились в родовом об-ве, позднее получили распространение в Др. Греции, Риме и странах Азии. Сейчас Ф. к. еще практи­куются в индуизме, тантризме, синтоизме, у нек-рых народов Африки. В христианстве сохра­нились в виде пережитков: в Рос­сии, напр., в обрядности скопцов и христововеров.

ФАНАТИЗМ        РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. fanaticus — исступлен­ный, неистовый) - слепая, дове­денная до крайней степени при­верженность религ. идеям и стрем­ление к неукоснит. следованию им в практич. жизни, нетерпи­мость к иноверцам и инакомыс­лящим. История различных церк­вей, в части, христианской, знает немало примеров Ф. р. Особенно проявляет себя Ф. р. в религ. сектантстве. Характерной особен­ностью проявления Ф. р. является преобладание эмоц. начала над рациональным. Типы фанатиков бывают различные: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекосл. соблюдении религ. норм, обетов (напр., монашество) „аскетич. подвигах (пустынниче­ство и пр.), в навязывании „ис­тинной веры окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. явля­ется изуверство религиозное. Религ.-фанатич. настроения исполь­зуются церковью и эксплуатат. классами для разжигания ненавис­ти к представителям др. веро­исповеданий, расправы над „ере­тиками .

ФАНТАЗИЯ - психич. деятель­ность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имев­шиеся до этого в его непосредств. жизн. опыте. Ф. возникает в про­цессе труда и обществ, деятель­ности как необходимое условие преобразования мира человеком. Ф. необходима в различных сферах деятельности человека, в т. ч. в ис­кусстве и науке. Ф. может иметь разное содержание и играть раз­ную роль в об-ве: она способна обгонять естеств. ход событий, ставя в то же время перед людь­ми реальные задачи и тем самым усиливая их энергию, но может и направлять мысли в сторону от реальности и тем самым рас­слаблять людей, отвлекать их от познания и преобразования мира. Религ. Ф. относится к этому по­следнему виду Ф. Создавая мир иллюзорных, сверхъестеств. су­ществ и сущностей, она затемняет сознание людей, уводит их от реальности. В. И. Ленин назвал ре­лиг. - идеалистич. представления „больной фантазией .

ФАНЬ ЧЖЭНЬ (ок. 450-515) - материалист и атеист ср.-век. Ки­тая. В трактате „Об уничтоже­нии души выступал против буд­дист, учения о бессмертии души и загробной жизни, подчеркивая значение отрицания загробной жизни для активности человека. Ф. Ч. развивал материалистич. взгляды о зависимости души от тела.

ФАРИСЕИ (др.-евр. перушим - отделившиеся) - др.-иуд. религ.-политич. секта, существовавшая наряду с саддукеями со 2 в. до н. э. до кон. 2 в. н. э. и объеди­нявшая представителей средних слоев. Ф. настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные по­зиции в отношении эллинистич. культуры, отличались показным благочестием.

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - предопределенный судьбой, роко­вой) - антинауч. концепция о пре­допределенности событий в природе, об-ве, в жизни отд. человека. В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоз­зрении. Признание бога в качестве творца и управителя мира неиз­бежно ведет к отрицанию способ­ности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассив­ность и бездействие. В вероучени­ях различных религий Ф. прояв­ляется в разной степени. Он про­низывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в каль­винизме. В ряде религ. направле­ний имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются „свобод­ной волей , правом самим рас­поряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология при­ходит к неразрешимому проти­воречию, ибо оказывается не в со­стоянии примирить божеств, волю со „свободной волей человека. Ф. несовместим с науч. мировоз­зрением, к-рое исходит из прин­ципа объективной необходимости, закономерности в природе и об-ве. Человек не может по своему про­изволу изменить закон. Но это не означает его пассивности, бесси­лия перед силами природы. Откры­вая законы природы или обществ, развития, человек использует их в своей деятельности. В противо­положность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправед­ливости эксплуатат. об-ва, внуша­ет людям необходимость смирения с „неизбежными обстоятель­ствами.

ФАТИМА (ок. 605-633) - дочь пророка Мухаммеда от первой жены Хадиджи, жена двоюродного брата Мухаммеда, халифа Али. Культ Ф. распространен среди шиитов. Шиитская династия, пра­вившая в Египте в средние века, носила ее имя - фатимиды. Ф. по­хоронена на извесгном Мединском кладбище. Совершая паломничест­во в Мекку и Медину, женщины-шиитки навещают могилу Ф., раз­дают в память о ней милостыню. На стенах и воротах шиитских мечетей наряду с именами Алла­ха, Мухаммеда, Али и др. имамов пишется имя Ф.

ФАТИМА - деревушка недалеко от Лиссабона, вблизи к-рой в 1917 трем крестьян, детям, пасшим скот, будто бы 6 раз являлась богородица и передала им пове­ление, чтобы Россия была обра­щена в католичество, и тогда на Западе воцарится мир. „Чудо в Ф. было использовано клерик. кругами в 50-х гг., в период „холодной войны , в антисов., антикоммунистич. пропаганде. Ф. стала одним из мест паломничества католиков и рассадником религ. мракобесия. В 1967, в свя­зи с 50-летием „чуда в Ф., туда приезжал папа Павел VI.

ФАТИХА (араб. - открываю­щая) - название первой суры Корана. Ее текст составляет часть мусульм. молитвы и произносится наиболее часто. Ф. состоит из 7 аятов, содержание ее - описание нек-рых атрибутов бога.

ФАТУМ (лат. fatum) - у др. римлян - олицетворение воли бо­гов, всеохватывающей неотврати­мой судьбы, правящей миром и людьми.

ФАЭТОН - в др.-греч. мифах - сын Гелиоса, уничтоженный Зев­сом за то, что, не справившись с огненной колесницей отца, несся к земле, грозя ей гибелью.

ФЕБ - см. Аполлон.

ФЁДОР АТЕИСТ из Кирены (2-я пол. 4 в. - 1-я пол. 3 в. до н. э.) - греч. философ. За свои взгляды был изгнан из Афин и впослед­ствии подвергался преследовани­ям. Ф. - автор не дошедшего до нас произведения „О богах , в к-ром отвергал существование любых божеств.

ФЁДОРОВ Николай Федорович (1828-1903) - рус. религ. мысли­тель. В соч. „Философия общего дела Ф., усматривая осн. зло для человека в смерти, порабощенно-сти слепой силой природы, вы­двинул идею регуляции природы. Высш. цель регуляции - воскре­шение предков („отцов ). Во­скрешение, достижение  бессмертия мыслится Ф. как общее дело человечества, ведущее к всеобще­му братству и родству, к преодо­лению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, „учены­ми и „неучеными , богатством и бедностью, городом и дерев­ней. Соц. утопия Ф. реакционна: она покоится на идеализации патриарх.-родств. отношений, про­тивопоставляемых цивилизации. Для Ф. характерно причудливое соединение христ. догматов с ги-потетич. науч. представлениями. Религ.-филос. и натуралистич. идеи Ф. в наст. вр. широко используют­ся реакц. западными кругами в идеологич. борьбе.

ФЁДОРОВЦЫ - монархич. и ан­тисов. секта, возникшая в нач. 20-х гг. 20 в. в Воронежской обл. Получила значит, распространение в юж. районах ЦЧО, а также на территории Сев. Кавказа, Кубани, Украины. Организаторами ее были монахи Ново-Донского монастыря во главе со священником Вениа­мином. Идеологом и руководите­лем секты стал монах Федор Ры­балко (отсюда название секты), к-рый в 1923 объявил себя свя­тым, назвал Сов. власть, „крас­ным драконом и „антихристом . Ф. вели активную вооруженную борьбу против Сов. власти, про­тив коллективизации, культур­ной революции. На состоявшемся в 1929 процессе над руководи­телями секты она была охаракте­ризована как „проявление церк. контрреволюции . Победа социа­лизма в СССР привела к распаду орг-ции Ф.

ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК тече­ние в беспоповщине (старообряд­чество), основанное в кон. 17 в. Феодосием Васильевым. Соц. базу Ф. т. составили народные низы, гл. обр. беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к са­модержавию и правосл. церкви, строгий аскетизм. Однако в 20-30-е гг. 19 в. в связи с соц. рас­слоением внутри общин Ф. т. рас­падается на ряд согласий, часть верующих переходит в помор­ский толк и в единоверие. Духов­ным центром Ф. т. длит, время была община, основанная федо­сеевцами в 1771 в Москве на Преображенском кладбище, с муж­ским и женским монастырями. В наст. вр. небольшие группы Ф. т. имеются в Прибалтике, в ряде центр, областей европ. час­ти СССР.

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - рус. религ. фило­соф, историк культуры, публицист. В 1925 эмигрировал. Один из ос­нователей журн. „Новый град (Париж, 1931-1939), в к-ром развивал идеи гуманизма христ. в противовес „механич. прогрес­су, безразличному к человеку и его творчеству . Выступал про­тив насаждения культа силы. Осу­ществление обществ, идеала видел на путях христ. социализма, был идейн. противником революц. пре­образований в нашей стране. Ф. - автор многочисл. работ о роли православия в истории рус. куль­туры.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804-1872) - последний пред­ставитель нем. классич. филосо­фии, материалист, атеист. В соч. „Сущность христианства (1841), „Лекции о сущности религии (1851) Ф. с позиций антропологич. материализма подвергает сокру­шит, критике религию и филос. идеализм. Ф. „сводит религиозный мир к его земной основе (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 2), рас­сматривает религию и теологию как продукты самоотчуждения человеч. сущности, к-рые компенси­руют утраченное единство челове­ка с человеком, Я и Ты, индиви­дуума и рода. Усматривая основу религии в чувстве зависимости людей от неподвластных их воле сил, Ф. понимает религию как извращенное, фантастич. осозна­ние и восполнение этой зависимос­ти. Недостатком атеизма Ф. было то, что чувство зависимости он считал абстрактно-антропологич. качеством, коренящимся в эгоиз­ме как извечной характеристике человека, не видел соц. корней религии. Критич. анализ рел. миро­понимания Ф. соединял с убедит, критикой религ. морали, показом враждебности религии общему прогрессу. Однако Ф. считал прос­ветительство единственным спосо­бом борьбы с религией. Абстракт­ность и созерцательность антропо­логич. материализма обусловлива­ет его расширительное понимание религии, что ведет к попытке сконструировать религию без бо­га, религию любви к человеку как высш. существу для челове­ка. Атеистич. учение Ф. было критически переосмыслено и раз­вито Марксом и Энгельсом.

ФЕМИДА - богиня правосудия в др.-греч. мифологии. Изобража­лась с повязкой на глазах, слу­жившей символом беспристрастно­сти.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ  - отрасль бурж. религиоведения, возникшая в нач. 20 в. в Европе. Большинство представителей Ф. р. пытаются применить феноменологич. метод Э. Гуссерля (1859-1938) к анализу религ. сознания. Их работы отличают крайний ан­тиисторизм, отрыв религ. созна­ния от его реальных носителей - конкр. историч. субъектов - и све­дение религ. сознания к совокуп­ности неких „чистых структур и сущностей. Наиболее известные представители Ф. р. - нем. фило­софы М. Шелер и Р. Отто, итал. Р. Петтацони, амер. М. Элиаде, англ. Н. Смарт. Особое место в Ф. р. занимает голланд. школа, основателем к-рой был Г. ван дер Леув. Голланд. феноменологи не опирались непосредственно на фи­лософию Гуссерля, пытаясь более широко использовать материал из истории религии. Однако их попытки систематизировать фено­мены религ. сознания также но­сили антиисторич. характер, они улавливали лишь формальное сходство религ. структур. В по­следние десятилетия в голланд. Ф. р. заметны тенденции к отказу от прежнего формализма и анти­историзма и к сближению с социо­логией и культурантропологией.

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - предста­витель     крестьянско-плебейской ереси сер. 16 в., беглый холоп, принявший монашество. С 1551 начал проповедовать т. н. Новое учение, в к-ром отвергал осн. догматы христианства: троич­ность бога, божественность Иису­са Христа, воскрешение из мерт­вых и др., призывал к всеобщему равенству, веротерпимости, к лик­видации войн и эксплуатации. В 1553 по делу Башкина Матвея Ф.К. был осужден, но успел бе­жать в Литву, где оказал влияние на формирование польско-лит. антитринитариев. О взглядах Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского и польск. писателя 17 в. Андрея Венгерского.

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1091) - игумен Киево-Печерского монастыря, один из его основателей. Ввел строгий монастырск. устав по образцу греческого. Считается основате­лем иноческого общежития на Руси. Причислен к лику святых.

ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340-1405) - живописец, работавший в Византии и Др. Руси. Совместно с рус. мастерами расписал много церквей в разл. городах Руси; писал также иконы и миниатю­ры. Для икон и фресок Ф. Г. характерны одухотворенность об­разов и драматич. напряженность; их отличает самобытность письма и четкость рисунка. Созданная Ф. Г. в Москве живописи, мастер­ская сыграла положит. роль в раз­витии рус. изобраз. искусства.

ФЕТВА (араб. - мнение, реше­ние) - у мусульман - письмен­ное заключение, мнение религ. ав­торитета (обычно муфтия) по богосл.-юридич. вопросам. Ф. основывается на Коране, хадисах, ша­риате и сборниках ранее данных Ф. Она не носит обязательного харак­тера для всех верующих.

ФЕТИДА - в др.-греч. мифоло­гии - одна из нереид, жена прос­того смертного Пелея, мать героя Ахилла. На свадьбе Ф. и Пелея богиня Эрида якобы подбросила „яблоко раздора , приведшее к Троянской войне.

ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche - талисман, амулет, идол) - покло­нение неодушевленным предме­там, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Ф. — один из элементов религ. мировосприятия, входящий как сост. часть практи­чески во все ранние формы ре­лигии и развитые религ. системы. Объектами поклонения - фети­шами могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть естеств. происхожде­ния или созданы человеком. Фор­мы почитания фетишей также раз­нообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Ф. широко распространен и в сов р. религиях, например поклонение „черному камню в Мекке у мусульман, ступам-реликвариям с останками умер­ших монахов и аскетов в буддиз­ме, многочисл. „чудотворным иконам и мощам в христиан­стве.

ФИДЕИЗМ (франц. fideisme от лат. fides - вера) - реакц. на­правление филос. мысли, обосно­вывающее необходимость религ. веры наряду со знанием. По оп­ределению В. И. Ленина, Ф. - это „учение, ставящее веру на место знания или вообще отводящее из­вестное значение вере (т. 18, с. 10). Согласно Ленин, традиции понятие Ф. в совр. борьбе идей в области философии означает объективно служебную роль идеа­лизма по отношению к религии, наукообразную защиту религии при помощи аргументов идеалистич. философии. Все осн. направ­ления совр. бурж. философии - неопозитивизм, прагматизм, экзи­стенциализм, персонализм, фено­менология, неотомизм, антрополо­гия философская - тесно связа­ны с Ф. В совр. эпоху особенно модными стали те фидеистич. фи­лос. школы, к-рые, признавая за­слуги и необходимость науки, в то же время провозглашают, что человек не может ограни­читься наукой, не может обойтись без религ. веры, ибо наука имеет дело с природными явлениями, а религия дает ответ на вопросы духовной жизни человека, служит единственной основой нравствен­ности. Да и само изучение приро­ды, по мнению совр. защитников религии,   показывает  ограничен­ность и абсолют, относительность человеч.   знания,  „подтверждая тем самым осн. посылки религ. веры. Бесконечность познания при­роды и относит, характер совр. науч. знания выдаются за „аргу­мент в пользу принципиальной ограниченности науки, в пользу религии. Крепнущая связь совр. филос. идеализма и совр. Ф. не­оспорима. Своеобразное богоиска­тельство проходит через всю совр. бурж.   философию.   Происходит процесс теологизации философии, ее религ. переосмысления. На язы­ке  философии  воспроизводятся христ. сюжеты „греховности , „ви­ны ,    „очищения ,   „надежды , „воздаяния и т. п. Единство идеа­лизма   и   религии   обусловлено родством, общностью порождаю­щих их соц. и гносеологич. кор­ней.   Религия   открывает  перед идеализмом иллюзорную перспек­тиву целостного мировоззрения, а идеализм помогает религии об­рести видимость интеллект, рес­пектабельности. И в наст. вр. важ­ным и актуальным является вы­вод В. И. Ленина о том, что идеа­лизм   „есть только  утонченная, рафинированная форма фидеизма, который   стоит   во   всеоружии, располагает громадными органи­зациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу себе малейшее шатание философской    мысли      (т. 18, с. 380).

ФИКХ (араб. - разумение) - мусульм. правоведение, отражавшее феод. соц.-экономич. отношения. Ф. основан на Коране, сунне, иджме (согласованном мнении бого­словов) и аналогии. В ср.-век. мусульм. мире безраздельно гос­подствовал Ф., а в качестве за­коноведов выступали богословы. Ортодокс, суннитский Ф. разде­лялся на 4 самостоят, юридич. школы - ханифитов, маликитов, шафиитов   и  ханбалитов.   Ныне в нек-рых странах распростра­нения ислама создаются светские правовые учреждения, что вле­чет за собой значительное сужение сферы действия Ф.

ФИЛАКТЕРИИ (греч. phylakteriоn - сберегатель, хранитель), тефиллин (др.-евр. - молитв, рем­ни) - амулет у иудеев, представ­ляющий собой 2 маленьких кожа­ных ящичка с ремнями, в к-рые вложены написанные на пергамен­те 4 цитаты из Торы. Во время ут­ренней молитвы прикрепляются на лбу и левой руке, символизи­руя, что мысли и сердце моляще­гося обращены к богу. По мнению верующих, Ф. оберегают от „злых духов .

ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий Ми­хайлович, 1782-1867) - с 1826 моек, митрополит, воинств, защит­ник царизма и крепост. права. Враг свободы и демократии, Ф. просла­вился молебном „за спасение от крамолы , к-рым отметил казнь декабристов. Ревностно следил, чтобы демократич. идеи и естеств.-научные знания не проникали в народ. Не раз выступал против материализма, атеизма, передо­вой лит-ры. Ф. был автором „Про­странного катехизиса , изучавше­гося на уроках закона божье­го в дореволюц. России. Высо­ко чтится совр. рус. правосл. цер­ковью как „толкователь св. писа­ния , „мудрый учитель нравствен­ности , „талантливый админист­ратор .

ФИЛИОКВЕ (лат. filioque - и от сына) - сформулированное впер­вые на Толедском церк. соборе в 589 добавление к христ. симво­лу веры. Согласно утвержденному I и II вселен, соборами (325 и 381) символу веры св. дух исходит от бога-отца. Добавление же за­ключалось в утверждении, что св. дух исходит и от бога-отца и от бога-сына. Греко-визант. (пра­восл.) церковь не приняла до­бавление, что явилось одним из формальных предлогов к разде­лению в 1054 христ. церкви на зап. и вост. ветви (см. Разделение церквей).

ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК - тече­ние в беспоповщине (старообряд­чество) , выделившееся из помор­ского толка в 1737 в знак протес­та против включения руководст­вом поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение инок Филипп (в миру — Фотий), к-рый основал на р. Ум-бе поселение своих единомыш­ленников. Характерным для Ф. т. был крайний фанатизм: совр. об-во объявлялось „царством анти­христов , а самоубийство - вер­ным средством ухода из этого мира в „царство небесное . В 1743 Филипп и 70 его последователей сожгли себя, чтобы не попасть в руки солдат, окруживших скит. Ф. т. были присущи замкнутость и строгая требовательность в от­ношении приема в свои общины. Однако в Ф. т., как и в др. течени­ях беспоповщины, происходили процессы обмирщения. Это приве­ло к образованию различных согла­сий: нечадородных, чадородных, орловских филипповцев, брачных беспоповцев, немолящихся с при­глашением, аароновцев. В наст, вр. в СССР сохранились небольшие группы последователей Ф.т.

ФИЛОН     АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н.э. - ок. 50 н. э.) - иуд.-эллинист, теолог и философ-мистик, создатель метода аллегорич. толкования Библии с по­мощью понятий греч. философии. Филос.-теологич. учение Ф. пред­ставляет собой эклектич. соедине­ние идей греч. стоиков, платони­ков и пифагорейцев с мифологич. образами Ветхого завета. Иуд. бог (Яхве) толкуется им как высш., трансцендент. бытие. Бог творит мир и управляет им через своего посредника - логоса. Человек по­нимается как образ и подобие логоса, но в то же время как су­щество греховное. Восстановление духовной чистоты человека осуще­ствляется путем аскезы, самопоз­нания, стоической апатии и мистич. экстаза. Представления Ф. оказали большое влияние на формирование христ. вероучения.

ФИЛОСОФИЯ  ВСЕЕДИНСТВА, метафизика всеединства - одно из направлений религ. философии. Возн. на рубеже 19-20 вв. в Рос­сии. Идейн. истоки Ф. в. - фи­лософия др. мира, в части, учение неоплатонизма (Плотин, Прокл). Понятие „всеединство встречает­ся у Я. Бёме (17 в.), у нем. мисти­ка Фр. Баадера (19 в.) и Шеллинга. В России Ф. в. представлена систе­мами В. Соловьева и таких его последователей, как братья Тру­бецкие, Карсавин, Франк. Все­единство, согласно Ф. в., означа­ет некое универс. единство Все­ленной, взаимосвязь ее частей и вместе с тем зависимость ее от аб­солют, духовного начала. В трак­товке рус. религ. философов все­единство - это единство бога и мира, бога и человека, реализуе­мое через „богочеловечество , вы­ражением к-рого является цер­ковь.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ - фи­лос. объяснение религии и ее оценка, определяемые общей фи­лос. концепцией того или иного мыслителя. В домарксовской Ф. р. наблюдались 2 осн. тенденции: идеалисты в прямой или завуа­лированной форме обосновывали необходимость религии, признава­ли ее сверхъестеств. источник. Материалисты стремились объяс­нить религию естеств. земными причинами, выявляли ее несовме­стимость с разумом, с наукой. К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили материалистич. традиции объясне­ния религии, в то же время углубив и развив их с позиций диалектич. и историч. материализма. Марк­сист. Ф. р. решает 3 осн. пробле­мы: во-первых, она дает общее теоретич. решение вопроса о при­роде религии, ее сущности; во-вторых, развертывает гносеологич. анализ религии как ложного, прев­ратного отражения мира, иссле­дует особенности религ. дефор­мации действительности; в-треть­их, выясняет гносеологич. корни религии, условия и возможности ее формирования. С т. зр. марк­сизма религия представляет со­бой историч. порождение опре­деленных социальных систем. Бур­жуазная Ф. р. тесно смыкается с теологией, объявляя главными проблемами бытие бога и бес­смертие души.

ФИНАЛИЗМ (от лат. finalis - ко­нечный, являющийся целью) - религ.-идеалистич. учение о дви­жении мира от его начала к пре­допределенному свыше концу. Ф. противоположен концепциям веч­ности мира или цикличности его развития. Ф. присущ иудаизму, христианству, исламу, в отличие от индуизма, буддизма, античной ре­лигии. Ф. - следствие креацио­низма, он родствен телеологии и эсхатологии. Ф. проявляется и в тех натур-философских кон­цепциях, к-рые рассматривают лю­бые изменения в природе как целенаправленные и конечные.

ФИНИКИЙСКАЯ     РЕЛИГИЯ политеистич. верования, распро­страненные во 2-1 тысячелетиях до н. э. в Финикии. Единого пан­теона богов в Ф. р: не было. Фи­никияне поклонялись силам при­роды, небесным светилам, пло­дотворной силе земли. Гл. боже­ство - Ваал (впоследствии Адо­нис) - благотворящая сила земли. Ваалат (Ашера) - богиня любви. Молах - бог палящих лучей солнца. Астарта - богиня смер­ти. В Ф. р. имелись элементы фетишизма (культостроконечных, конусообразных камней, деревь­ев, гор), были приняты жертво­приношения (людей и животных), строгий аскетизм, самоистязания, обрезание. Первоначально верова­ния финикиян отражали кочевой быт их предков, затем центр, место в них заняли земледельч. культы, в к-рых прослеживается идея умирающего и воскресающе­го бога, впоследствии проникшая в иудаизм и христианство.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762-1814) - нем. философ-идеалист. Ф. выступал против суеверий и традиц. религ. представлений, сводил откровение к познанию духовного принципа, морального закона, считал, что божество про­является и осуществляется через человеческое Я, будучи имманент­ным ему, отвергал всякие попыт­ки   доказательства  бытия  бога, кроме нравств. доказательства, объявлял бога моральным ми­ропорядком, а веру - исполне­нием морального долга. В уче­нии Ф. нет места для традиц. христ. концепции греха и спасе­ния. Все это послужило основа­нием для обвинения его в ате­изме.

ФЛАГЕЛЛАНТЫ (от лат. flagellum - бич), бичующиеся - религ. братство, выступавшее против соц. и духовного гнета феодалов и католич. церкви. Возникло в Италии в 1210. Ф. - выходцы из среды го­родской бедноты, ходили из горо­да в город, возвещая конец света. Они выступали против индульген­ций, святых культа. Подвергали себя самобичеванию (отсюда их название) в знак покаяния и „кре­щения кровью , дающего якобы искупление грехов. В 14 в. Ф. можно было встретить во Фран­ции, Польше, Эльзасе, Лотарин­гии, Швабии, Дании. В 1349 Ф. были осуждены церковью как еретики. Превратившись в замк­нутую секту, Ф. постепенно прек­ратили свое существование.

ФЛОРА - в др.-римск. пантео­не - богиня расцвета, весны. По­стройка храма и учреждение в 238 до н. э. игр в честь Ф. - флоралий были предписаны Сивиллиными книгами. Флоралий проводились раз в год. Они несли на себе все черты аграрных к улью в со свой­ственным им весельем, разгулом.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александро­вич (1882-1943) - рус. религ. философ, священник и богослов, последователь В. Соловьева. Центр, вопрос его гл. работы *Столп и утверждение истины - обос­нование истинности правосл. дог­матики, особенно триединства. Антиномичность догматов, напр. единосущности и трехипостасности бога, по Ф., не может быть объяс­нена на основе логич. закона тождества. Разрешение самооче­видных антиномий возможно только путем безуслов. признания истинности догматов, к-рые долж­ны быть для разума самодоказат. аксиомой. Ф. написаны также богосл. работы, посвященные обос­нованию аскетизма, почитания икон. Помимо богословия зани­мался физикой, математикой, но и спец. работы. Ф. пронизаны религ.-мистич. идеями.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ      со­глашение об объединении католич. и правосл. церквей на соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия православием догм католич. веро­учения (о филиокве, о чистилище, о главенстве папы) при сохранении правосл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих (как духовенства, так и мирян) „под обоими видами , т. е. хлебом и ви­ном. Папство стремилось посред­ством  унии подчинить правосл. церковь и „правосл. страны свое­му влиянию.  Греч, духовенство и визант. император Иоанн Палео-лог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и вели­кий   князь   Василий II   Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчинен­ных в то время лит. князю, Ф. у. была принята. Отказ рус. церк. и светских властей признать Ф. у. перечеркнул  планы  папства от­носительно подчинения Руси свое­му политич. влиянию. Это имело большое значение для укрепления международ, положения рус. гос-ва. Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский со­бор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ      СОБОР  - см. Вселенские соборы.

ФОКС Джордж (1624-1691) - основатель протест, движения ква­керов. Выступил в 1647 с пропо­ведью учения о том, что истина по­стигается верующими с помощью особого „озарения св. духом, ука­зывающим путь нравств. совер­шенствования. Оно легло в основу вероучения квакеров.

ФОЛЬКЛОР И АТЕИЗМ. Устное народное творчество в форме бы­лин, сказок, баллад, легенд, ду­ховных стихов, песен, пословиц, поговорок всегда содержало в се­бе элементы художеств.-мифологич. и науч. освоения мира. Исто­рически сложившиеся формы Ф. у разных народов мира были первоначально связаны с религ. мировоззрением. Религ.-мифоло­гич. сюжеты и мотивы - неотъем­лемая часть Ф. В то же время в Ф. нашли отражение воззрения, в к-рых содержится критика религ. мировоззрения, атеистич. и антиклерик. мотивы. Эта сторона Ф. особенно усиливается с 17 в., в связи с ростом антифеод, борь­бы. Она ярко воплотилась в боль­шом количестве т. н. „антипопов­ских сказок, в к-рых остро вы­смеиваются служители культа, бо­лее всего их корыстолюбие. Боль­шую роль в формировании стихийно-материалистич. взглядов и идей соц. протеста имели сказ­ки с образом черта, к-рого чело­век наказывает, высмеивает, ста­вит в тупик, побеждает и застав­ляет служить себе. Со вт. пол. 19 в. острая антиклерик. сатира - излюбленная тема частушек. В царской России исполнители и собиратели антиклерикального Ф. преследовались, но, несмотря на это, он пользовался огромной популярностью. Ф. как источнику для изучения чаяний, мировоззре­ния и психологии народа боль­шое значение придавал В. И. Ленин.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226-1274) - католич. теолог, ученик Альберта Великого. В 1323 был причислен католич. церковью к лику святых. Предпринял попыт­ку философски обосновать христ. вероучение, для чего системати­зировал и прокомментировал в ду­хе христианства осн. идеи аристо­телевской философии. Значит, влияние на учение Ф. А. оказал неоплатонизм. Проделанный Ф. А. синтез аристотелизма и христиан­ства означал выхолащивание материалистич. элементов из фило­софии Аристотеля и выпячивание идеалистич. ее положений. Ядро философии Ф. А. - принцип гармонии веры и разума, призна­ние того, что разум способен обосновать бытие бога и опро­вергнуть филос. доводы против „истин. веры . В энциклике папы Льва XIII „Aeterni patris (1879) филос. система Ф. А. была наз­вана „единственно истинной фи­лософией католицизма . Осн. тру­ды: „Сумма теологии , „Сумма философии, об истинности католи­ческой веры против язычников .

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Томас Хамеркен, ок. 1380-1471) - нем. религ. писатель, мистик, монах-августинец. Наибольшей извест­ностью пользуется его книга „О подражании Христу (ок. 1418), в к-рой из признания греховности мира выводится проповедь аске­тизма и смирения. По Ф. К., толь­ко подражание жизни Христа мо­жет спасти человека и дать ему вечное блаженство. Книга Ф. К., отвечавшая идеология, и соц.-по-литич. задачам церкви, широко пропагандировалась духовенст­вом мн. христ. вероисповеданий и выдержала более 2000 изданий.

ФОНТЕНЕЛЬ Бернар Ле Бовье де (1657-1757) - франц. писатель и философ-просветитель. В полу­чившем широкую известность со­чинении „Рассуждения о множест­венности миров (1686) пропаган­дировал гелиоцентрич. систему Коперника, идеи Бруно и Гали­лея, критиковал антинауч. библей­скую картину мира. В „Истории оракулов и примыкающей к ней работе „О происхождении мифов и др. произведениях отверг пред­ставления о богоданности религии, считал ее порождением человеч. сознания, на примере многобожия критиковал религ. суеверия и предрассудки, обвинял жрецов, священнослужителей в обмане лю­дей, насаждении невежества, фа­натизма.

ФОРСТЕР Георг (1754-1794) - нем. философ, естествоиспытатель. В 80-е гг. перешел с религ. пози­ций на позиции материализма. В критике религии продолжал традицию франц. материалистов. Перевел   на   нем.   язык   книгу Б. Ф. Вольнея „Руины . Для Ф. нет ничего выше разума, идея бога яв­ляется отражением естеств. сил, а религия - продукт человеч. чувств, потребностей, условий.

ФОРТУНА - в др.-римск. мифо­логии - богиня судьбы, счастья, случая.

ФОТИЙ (9 в.) - визант. церк. и политич. деятель, писатель, кон­станта ноп. патриарх в 858-867 и 877-886. Боролся с павлики-анством и др. ересями, способ­ствовал распространению право­славия среди славян (при Ф. возникла болг. правосл. церковь, подчиненная константиноп. патри­арху), что привело его к конф­ликту с папством. Ф. стремился к уравнению власти патриарха с императ. властью. В 886 был низложен и умер в ссылке.

„ФРАЙДЕНКЕР („Der Freidenker - „Свободомыслящий ) - ежемесячный журнал - орган Нем. союза свободомыслящих; , издается в Дортмунде (ФРГ). С 1905 по 1925 печатным орга­ном свободомыслящих Германии был журн. „Атеист , ставший с 1925 органом Интернационала пролетарских свободомыслящих и издававшийся в Вене. С этого времени Нем. союзом свободо­мыслящих стал издаваться в Бер­лине журн. ,,Ф. . В 1933 с прихо­дом к власти нацистов издание журнала было запрещено. Во­зобновилось издание „Ф. в 1951. „Ф. имеет приложение для мо­лодежи „Юнге генерацьон („Мо­лодое поколение ). Ориентация „Ф. по мн. вопросам прогрес­сивна. Он освещает актуальные соц.-политич. вопросы, публикует статьи антиклерик. и просветитель­ского характера, помещает работы классиков марксизма. Под таким же названием издает свой журнал Объединение свободомыслящих Швейцарии.

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) - рус. религ. философ, последователь В. Соловьева. Начав свою обществ, деятельность с про­паганды   марксизма,  Ф.  вскоре отошел от него, встав на позиции борьбы с материализмом и ате­измом. Участвовал в контррево-люц. сб. „Вехи . В 1922 эмигри­ровал. В философии развивал идею всеединства (см. Философия всеединства) и богочеловечества. На основе противоречивости бо­жеств, ценности всего сущего и не­совершенства конкр., эмпирич. мира пытался построить христ. теодицею и этику. В последних работах усилились тенденции пан­теизма, добро и зло уже не свя­зывались Ф. с человеч. личностью, он считал их полярными началами всего сущего.

ФРАНК-КАМЕНЕЦКИЙ Израиль Григорьевич (1880-1937) - сов. востоковед и историк религии. Осн. работы: „Памятники египет­ской религии вфиванский период , т. 1-2 (1917-1918), „Религия Амона и Ветхий завет (1920), „Пророки-чудотворцы (1925) и др. Особое внимание уделял связи библ. сюжетов с доиуд. и дохрист. мифологией.

ФРАНКЛИН Бенджамин (1706-1790) - ученый, просветитель и политич. деятель, один из лиде­ров борьбы амер. народа за неза­висимость. Ф. критиковал религ. мировоззрение и догматику, вы­ступал против сверхъестеств. объ­яснения природных и соц. явле­ний. Ему свойственна деистич. непоследовательность: допускал идею абстракт, бога, религ. пред­расположенность человека, морально-воспитат. ценность недог­матически понимаемого христиан­ства. Боролся против нетерпимос­ти религ., за законодат. обеспече­ние религ. свободы, секуляриза­цию обществ, жизни.

ФРАНКО Иван Яковлевич (1856-1916) - укр. писатель, ученый, обществ, деятель. Мировоззрение Ф. сформировалось под влиянием идей Т. Г. Шевченко и рус. рево-люц. демократов. Развивая эти идеи, Ф. стремился обогатить их филос. понятиями марксизма, пе­ревел на укр. язык ряд соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, но последоват. марксистом не стал. Ф. был воинств, атеистом, непримиримо относился к религии и церкви, высмеивал ханжество и лицемерие церковников, выступал против засилья клерикалов в школе.

ФРАНС Анатоль (наст, имя Анатоль Франсуа Тибо, 1844-1924) - франц. писатель. Мн. произведения Ф. проникнуты свободомыслием, направлены против догматов рели­гии, религ. морали, осуждают ре­лиг. фанатизм, лицемерие, утвер­ждают величие естеств. законов жизни и стремлений человека. В книге „Церковь и республика (1904) выступает против клерик.-националистич. реакции.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (1181 или 1182-1226) - основатель ре­лиг. „братства близ Ассизи (Ита­лия) . Ф. А. проповедовал бедность, ссылаясь на раннее христианство, призывал к отказу от всякой соб­ственности. Протест против соц. неравенства носил пассивный ха­рактер, что позволило папству использовать движение Ф. А. в сво­их целях: после его смерти „брат­ство превратилось в офиц. католич. орден францисканцев, к-рый  отрекся от осн. идей Ф. А. Его верные последователи называли се­бя миноритами.

ФРАНЦИСКАНЦЫ - католич. ни­щенствующий монаш. орден. Соз­дан Франциском Ассизским в Ита­лии в 1207-1209, но вскоре по­лучил распространение и в др. странах Зап. Европы. Самим ос­нователем был назван Орденом меньших братьев; под этим наз­ванием был утвержден папой в 1223. Уставное требование бедности относилось у Ф. не толь­ко к членам ордена, но и к ордену в целом. Ф. жили не в монастырях, а в миру, странствовали, пропове­довали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это спо­собствовало росту их популярнос­ти и притоку пожертвований. Воз­никнув в противовес офиц. церк­ви с ее богатством и роскошью, орден Ф. со временем превратил­ся в надежное орудие зашиты ин­тересов папства: Ф. вели борьбу против ереси, участвовали в инк­визиции, активно поддерживали католич. реакцию, проповедуя на­родным массам идеи смирения и покорности. В 1256 папа предо­ставил Ф. право преподавания в ун-тах. Ф. занимались и мисси­онер, деятельностью. В 16-18 вв. Ф. были изгнаны из нек-рых стран. Однако и в наст, в р. Ф. являются одним из влиятельных католич. орденов. В его ведении находится ряд высш. уч. заведе­ний, в т. ч. и ун-тов, миссионер, орг-ции и др. Орден возглавля­ет генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францискан. монаш. орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским.

ФРАНЦОВ (Францев) Георгий (Юрий) Павлович (1903-1969) -сов. ученый, специалист по проб­лемам истории религии и атеиз­ма, философии и социологии, ака­демик, публицист. В 20-30-х гг. Ф. опубликовал ряд исследований по истории др. религ. верований, о происхождении религии. В 1959 был издан большой труд Ф. „У ис­токов религии и свободомыслия , посвященный происхождению ре­лигии и атеизма, возникновению христианства. В 1965 вышла кни­га Ф. „Исторические пути социаль­ной мысли , в к-рой освещается ряд проблем критики религ. идео­логии.

ФРЕЙД Зигмунд - см. Фрейдизм.

ФРЕЙДИЗМ - течение в бурж. психологии, соц. философии и фи­лософии культуры, основополож­ником к-рого был австр. психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856— 1939). Ф. первоначально возник как особый метод лечения невро­зов, основанный на осознании па­циентом давно забытых им фак­тов, к-рые явились причиной его невротич. состояния. Позже Фрейд попытался применить разработан­ный им метод психоанализа для объяснения явлений культуры, в т. ч. и религии. Отношение Фрей­да к религии носило противореч. характер: как свободомыслящий, он считал религию врагом прос­вещения и прогресса, в то же время пытался объяснить ее как порождение индивид, психики - неудовлетворенности желаний и побуждений. Он определял рели­гию как „общечеловеческий нев­роз навязчивости , игнорируя соц. корни религ. верований. Наиболее слабым местом религиоведч. кон­цепции Фрейда была его попытка объяснить возникновение тотемиз­ма с помощью „Эдипова комплек­са . По Фрейду, в основе тоте­мизма лежал факт восстания сы­новей против отца, к-рого они ревновали к матери. Однако после убийства отца сыновья почувство­вали вину и раскаяние за соде­янное. Облегчить этот психологич. конфликт им помог перенос чувств с отца на тотемное живот­ное. В дальнейшем произошла эволюция объекта почитания, то­тем превратился в бога. Бог иудаизма и христианства психоло­гически является идеализацией об­раза отца. Концепция Фрейда, не имеющая под собой историч. базы, была встречена критически большинством этнологов и рели­гиоведов. Ф. развивался и видо­изменялся его последователями. В части., К. Г. Юнг придал Ф. от­кровенно идеалистич. характер, сблизил его с теологией; „Нео­фрейдисты (Э. Фромм и др.) попытались очистить Ф. от „пан-сексуализма , сочетать его с со-циологич. концепцией, подвергаю­щей критике совр. капиталистич. об-во. Богословы относились к Ф. сначала отрицательно, затем учас­тились попытки использовать Ф. для „науч. обоснования нек-рых теологач. догматов. Христ. бого­словам импонирует понимание Ф. человека как слепого орудия при­родных „греховных влечений и инстинктов, что используется теологами для обоснования дог­мата о первородном грехе.

ФРЕЙЗЕР (Фрэзер) Джеймс-Джордж (1854-1941) - англ. ис­следователь истории религии, этно­граф. Особую известность получи­ло 12-томное исследование Ф. „Зо­лотая ветвь (1911-1915), где дана картина развития верований и обрядов всех эпох. Здесь же Ф. изложил свой взгляд на умствен­ное развитие человечества, в к-ром различал 3 ступени: магию - рели­гию - науку. Большое значение для критики ветхозаветной библ. традиции имеет работа Ф. „Фольк­лор в Ветхом завете (1918), где подобраны многочисл. аналогии и параллели к библ. повествова­ниям. Большой вклад сделал Ф. в изучение тотемизма („Тотемизм и экзогамия , 1910). Др. его тру­ды посвящены культу природы, вере в загробную жизнь и пр. Хо­тя взгляды и методы Ф., выдер­жанные в стиле классич. эволю­ционизма, не раз подвергались критике, науч. заслуги ученого, собравшего в своих трудах колос­сальный материал, важный для критики церк.-богосл. традиций, бесспорны.

ФРЕЙР - в сканд. мифологии - бог плодородия, брака, изобилия и мира, сын Ньёрда, брат Фрейи. Культ Ф. был особенно распрост­ранен в Швеции. с

ФРЕЙЯ - в сканд. мифологии - богиня плодородия, любви и кра­соты, дочь бога моря Ньёрда, сест­ра Фрейра, жена покинувшего ее бога ветра Ода, к-рого она ищет по всей земле, роняя золотые слезы (хлебные зерна).

ФРЕРЕ Никола (1688-1749) - франц. просветитель и атеист, этнограф, религиовед. В исследо­ваниях пользовался сравнит.-историч. методом. Миф, с т. зр. Ф.. выступавшего против эвгемеристов (см. Эвгемеризм), это фантастич. отражение действительно­сти в первобытн. сознании; исто­рич. элемент занимает в нем под­чиненное место. Ф. показал преем­ственность и взаимовлияние ре­лигий: большинство др.-греч. бо­жеств заимствовано у египтян и финикийцев; христианство во­брало в себя др.-егип. и иуд. ми­фы. Тем самым Ф. показал исто­рич. недостоверность евангелий. Осн. труды: „Письма Трасибула к Левкиппе , „Критическое рас­смотрение апологетов христиан­ства .

ФРИГГ (старосканд. frigg, др.-готск. Frija - возлюбленная, гос­пожа) - в сканд. мифологии - супруга Одина, мать Балъдра, бо­гиня брака, любви, семейного очага. Слияние культов асов и ва-нов способствовало слиянию обра­зов Ф. и Фрейи, на к-рую были перенесены атрибуты Ф.

„ФРИСИНКЕР (англ. „Freethin­ker - „Свободомыслящий ) - англ. ежемесячный журнал, орган Нац. секулярного об-ва Велико­британии. Издается в Лондоне с 1881; был основан Дж. У. Футом, к-рый определил его как „ан­тихрист, орган, ведущий постоян­ную войну против религ. предрас­судков вообще и против христ. суеверия в особенности („Ф. , 1981, № 5, с. 81). „Ф. ориенти­рован на либерально-бурж. течения и антиклерикализм, однако начи­ная с 60-х гг. наблюдается более четкий курс на пропаганду ате-истич. идей.

ФРОММ Эрих (1900-1980) - нем.-амер. психолог, социолог, представитель неофрейдизма. Ре­лиг. вера, по мнению Ф., коре­нится в неизменной природе че­ловека и выполняет соц.-терапевтич. функцию компенсации, смяг­чения внутр. разлада и отчужде­ния, спасения человека от невы­носимого одиночества. В абстрактно-гуманистич. религаи Ф. ви­дит средство создания „здорового об-ва . Теологи используют идеи Ф. в целях модернизации суще­ствующих религий.

ФУЛЬДА — бенедиктинское аб­батство близ Франкфурта-на-Май­не, основанное в 744 Винифре-дом Бонифацием. В наст. вр. Ф. -епископство, здесь у „гроба св. Бонифация устраиваются конфе­ренции нем. католич. епископов.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ. В широ­ком смысле этот термин упот­ребляется применительно к тем религ. направлениям, к-рые про­возглашают неизменность догма­тики, требуют букв, принятия со­держащихся в „священных кни­гах пророчеств и чудес, отвергая при этом всякие попытки их ал-легорич. истолкования, предпо­читая слепую веру доводам разу­ма, настаивая на строгом и неу­коснительном исполнении всех тра-диц. предписаний религии. В уз­ком смысле термин используется для обозначения ортодокс, тече­ния в сов р. протестантизме, к-рое возникло в канун первой миро­вой войны среди наиболее кон­сервативной части амер. протес­тантов как отриц. реакция на рост богосл. модернизма и либерализ­ма в христианстве. Название свое течение получило после 1910. Фун­даменталисты требовали укрепить веру в традиц. догмы христиан­ства и особенно в безусловную непогрешимость Библии, придер­живаться буквального ее истолко­вания, не допускающего к.-л. критич. отношения к содержанию лю­бой из ее частей. После первой мировой войны идеи Ф. получают в США широкое распространение. В 1919 в Филадельфии была ос­нована Всемирн. христ. фунда­менталистская ассоциация, пре­зидентом к-рой стал лидер этого движения В. Б. Райле. Наиболь­шего расцвета ассоциация дости­гает в 20-х гг. В 30-х гг. фундамен­талистское движение пошло на убыль. В 1942 небольшие груп­пы фундаменталистов организо­вали Нац. ассоциацию евангели­стов в составе Амер. совета христ. церквей. К 1955 в этом совете осталось лишь незначит, чис­ло фундаменталистов. Однако в кон. 70-х - нач. 80-х гг. они активизировали свою деятель­ность. Этому способствовало уси­ление кризисных явлений в ка-питалистич. мире.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ осн. направления воздействия религии на об-во, группу единоверцев и личность. Религии, как и др. обществ, явлениям, свойственна определенная система соц. функ­ций. Марксист, понимание Ф. р. опирается, во-первых, на ее гносеологич. оценку как иллюзорно­го сознания и, во-вторых, на вы­явление той соц. потребности, к-рая необходимо порождает религ, верования в докоммунистич. обществ, формациях. С марксист, т. зр. потребность того или иного об-ва в религии есть прежде всего потребность в иллюзорном вос­полнении практич. бессилия людей. Соответственно гл. и всеобщей Ф. р. является иллюзорно-ком­пенсаторная. Подобно опиуму, религия уводит людей от реаль­ности, создавая видимость облег­чения страданий, преодоления трудностей. Однако, уводя их от действительности, религия мешает им познать подлинную природу их жизн. проблем, а следователь­но, препятствует и их преодоле­нию, выступает тормозом на пути обществ, прогресса. Иллюзорно-компенсаторная Ф. р. свойствен­на ей в любых историч. условиях, в т. ч. и в совр. эпоху. Религия выполняет и др. Ф.: мировоз­зренческую, когда она создает религ. картину мира, по-своему объясняет природу человека и пу­ти развития об-ва; регулятив­ную, когда с помощью норм и предписаний регулирует пове­дение людей; коммуникатив­ную, устанавливая связи между единоверцами; интегрирую­щую, укрепляя и поддерживая конфес. общность, а в ряде слу­чаев способствуя сохранению су­ществующей системы обществ, от­ношений; сегрегирующую, ког­да она разделяет и противопостав­ляет друг другу последователей разных религий. ,Бурж. религио­ведение игнорирует гл. Ф. р. — иллюзорно-компенсаторную. Оно выпячивает интегрирующую Ф. р., рассматривая религию как гл. средство обеспечения целостности об-ва. Бурж. психология религии подчеркивает благотворность для личности „психотерапевтической Ф. р., не учитывая объективного соц. смысла религ. утешения: хотя субъективно верующий и испыты­вает облегчение, но оно достига­ется ценой подчинения духовной жизни человека религ. иллюзиям.

ФУРИИ - в рим. мифологии - женские божества мщения и уг­рызений совести, отождествля­лись с др.-греч. эриниями.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ОЗН - ОМО

„О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕ­ГО МАТЕРИАЛИЗМА - статья В. И. Ленина, впервые опублико­ванная в журн. „Под знаменем марксизма (1922, № 3). Ее назы­вают Ленинск, фи...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...