ФАВ - ФУР
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ФАВН - в др.-римск. мифологии - бог гор, лесов, лугов, стад, ниспосылающий плодородие полям, животным и людям, покровитель пастухов и охотников. В др.-греч. мифологии ему соответствовал Пан, мн. черты к-рого были перенесены на Ф. Подобно Сиаьва-ну, Ф. живет в лесных чащах, пещерах, пугая путников лесными голосами и внушая им т. н. панический ужас. Его женой считалась Фавна (Фауна).
ФАКИР (араб., букв. - бедняк, нищий) - мусульм. странствующий монах, знахарь, прорицатель. В ср.-век. Европе Ф. называли приехавших из стран Востока фокусников (заклинателей змей, шпагоглотателей и т. д.).
ФАКИХ - см. Улемы.
ФАЛЕС (ок. 625-ок. 547 до н. э.) - др.-греч. философ, основатель милетской школы. В своих попытках объяснить многообразие окружающего мира считал первоосновой всего сущего воду. Несмотря на то что его учение в силу объективных конкр.-историч. условий осталось в рамках религ.-мифологич. представлений, в нем отчетливо проявляются стихийно-материалистич. подход к миру, стремление видеть „божеств. первоначально в материальном, дать физич. объяснение природе. Это дает основание считать Ф. родоначальником стихийно-материалистич. философии.
ФАЛЛИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ (от греч. phallos - мужской половой член) - вера в особую силу полового органа мужчины как символа плодородия природы. Фетишизация и обожествление фаллоса проявлялись в создании мифов о его производит, силе, носителями к-рой являлись боги (Адонис в Греции, Шива в Индии и др.), животные и растения; в вере людей в эту силу; в ритуальных и магич. действиях; в особых молитвах, обращенных к фаллосу; в ношении его изображений; ритуальных танцах с имитацией полового акта; песнях; принесении в жертву фаллосу девственности; самооскоплении и др. Сочетание этих действий в различных религиях различно. Ф. к. зародились в родовом об-ве, позднее получили распространение в Др. Греции, Риме и странах Азии. Сейчас Ф. к. еще практикуются в индуизме, тантризме, синтоизме, у нек-рых народов Африки. В христианстве сохранились в виде пережитков: в России, напр., в обрядности скопцов и христововеров.
ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. fanaticus — исступленный, неистовый) - слепая, доведенная до крайней степени приверженность религ. идеям и стремление к неукоснит. следованию им в практич. жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. История различных церквей, в части, христианской, знает немало примеров Ф. р. Особенно проявляет себя Ф. р. в религ. сектантстве. Характерной особенностью проявления Ф. р. является преобладание эмоц. начала над рациональным. Типы фанатиков бывают различные: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекосл. соблюдении религ. норм, обетов (напр., монашество) „аскетич. подвигах (пустынничество и пр.), в навязывании „истинной веры окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. является изуверство религиозное. Религ.-фанатич. настроения используются церковью и эксплуатат. классами для разжигания ненависти к представителям др. вероисповеданий, расправы над „еретиками .
ФАНТАЗИЯ - психич. деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредств. жизн. опыте. Ф. возникает в процессе труда и обществ, деятельности как необходимое условие преобразования мира человеком. Ф. необходима в различных сферах деятельности человека, в т. ч. в искусстве и науке. Ф. может иметь разное содержание и играть разную роль в об-ве: она способна обгонять естеств. ход событий, ставя в то же время перед людьми реальные задачи и тем самым усиливая их энергию, но может и направлять мысли в сторону от реальности и тем самым расслаблять людей, отвлекать их от познания и преобразования мира. Религ. Ф. относится к этому последнему виду Ф. Создавая мир иллюзорных, сверхъестеств. существ и сущностей, она затемняет сознание людей, уводит их от реальности. В. И. Ленин назвал религ. - идеалистич. представления „больной фантазией .
ФАНЬ ЧЖЭНЬ (ок. 450-515) - материалист и атеист ср.-век. Китая. В трактате „Об уничтожении души выступал против буддист, учения о бессмертии души и загробной жизни, подчеркивая значение отрицания загробной жизни для активности человека. Ф. Ч. развивал материалистич. взгляды о зависимости души от тела.
ФАРИСЕИ (др.-евр. перушим - отделившиеся) - др.-иуд. религ.-политич. секта, существовавшая наряду с саддукеями со 2 в. до н. э. до кон. 2 в. н. э. и объединявшая представителей средних слоев. Ф. настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистич. культуры, отличались показным благочестием.
ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - предопределенный судьбой, роковой) - антинауч. концепция о предопределенности событий в природе, об-ве, в жизни отд. человека. В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоззрении. Признание бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме. В ряде религ. направлений имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются „свободной волей , правом самим распоряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология приходит к неразрешимому противоречию, ибо оказывается не в состоянии примирить божеств, волю со „свободной волей человека. Ф. несовместим с науч. мировоззрением, к-рое исходит из принципа объективной необходимости, закономерности в природе и об-ве. Человек не может по своему произволу изменить закон. Но это не означает его пассивности, бессилия перед силами природы. Открывая законы природы или обществ, развития, человек использует их в своей деятельности. В противоположность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправедливости эксплуатат. об-ва, внушает людям необходимость смирения с „неизбежными обстоятельствами.
ФАТИМА (ок. 605-633) - дочь пророка Мухаммеда от первой жены Хадиджи, жена двоюродного брата Мухаммеда, халифа Али. Культ Ф. распространен среди шиитов. Шиитская династия, правившая в Египте в средние века, носила ее имя - фатимиды. Ф. похоронена на извесгном Мединском кладбище. Совершая паломничество в Мекку и Медину, женщины-шиитки навещают могилу Ф., раздают в память о ней милостыню. На стенах и воротах шиитских мечетей наряду с именами Аллаха, Мухаммеда, Али и др. имамов пишется имя Ф.
ФАТИМА - деревушка недалеко от Лиссабона, вблизи к-рой в 1917 трем крестьян, детям, пасшим скот, будто бы 6 раз являлась богородица и передала им повеление, чтобы Россия была обращена в католичество, и тогда на Западе воцарится мир. „Чудо в Ф. было использовано клерик. кругами в 50-х гг., в период „холодной войны , в антисов., антикоммунистич. пропаганде. Ф. стала одним из мест паломничества католиков и рассадником религ. мракобесия. В 1967, в связи с 50-летием „чуда в Ф., туда приезжал папа Павел VI.
ФАТИХА (араб. - открывающая) - название первой суры Корана. Ее текст составляет часть мусульм. молитвы и произносится наиболее часто. Ф. состоит из 7 аятов, содержание ее - описание нек-рых атрибутов бога.
ФАТУМ (лат. fatum) - у др. римлян - олицетворение воли богов, всеохватывающей неотвратимой судьбы, правящей миром и людьми.
ФАЭТОН - в др.-греч. мифах - сын Гелиоса, уничтоженный Зевсом за то, что, не справившись с огненной колесницей отца, несся к земле, грозя ей гибелью.
ФЕБ - см. Аполлон.
ФЁДОР АТЕИСТ из Кирены (2-я пол. 4 в. - 1-я пол. 3 в. до н. э.) - греч. философ. За свои взгляды был изгнан из Афин и впоследствии подвергался преследованиям. Ф. - автор не дошедшего до нас произведения „О богах , в к-ром отвергал существование любых божеств.
ФЁДОРОВ Николай Федорович (1828-1903) - рус. религ. мыслитель. В соч. „Философия общего дела Ф., усматривая осн. зло для человека в смерти, порабощенно-сти слепой силой природы, выдвинул идею регуляции природы. Высш. цель регуляции - воскрешение предков („отцов ). Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Ф. как общее дело человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, „учеными и „неучеными , богатством и бедностью, городом и деревней. Соц. утопия Ф. реакционна: она покоится на идеализации патриарх.-родств. отношений, противопоставляемых цивилизации. Для Ф. характерно причудливое соединение христ. догматов с ги-потетич. науч. представлениями. Религ.-филос. и натуралистич. идеи Ф. в наст. вр. широко используются реакц. западными кругами в идеологич. борьбе.
ФЁДОРОВЦЫ - монархич. и антисов. секта, возникшая в нач. 20-х гг. 20 в. в Воронежской обл. Получила значит, распространение в юж. районах ЦЧО, а также на территории Сев. Кавказа, Кубани, Украины. Организаторами ее были монахи Ново-Донского монастыря во главе со священником Вениамином. Идеологом и руководителем секты стал монах Федор Рыбалко (отсюда название секты), к-рый в 1923 объявил себя святым, назвал Сов. власть, „красным драконом и „антихристом . Ф. вели активную вооруженную борьбу против Сов. власти, против коллективизации, культурной революции. На состоявшемся в 1929 процессе над руководителями секты она была охарактеризована как „проявление церк. контрреволюции . Победа социализма в СССР привела к распаду орг-ции Ф.
ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК течение в беспоповщине (старообрядчество), основанное в кон. 17 в. Феодосием Васильевым. Соц. базу Ф. т. составили народные низы, гл. обр. беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к самодержавию и правосл. церкви, строгий аскетизм. Однако в 20-30-е гг. 19 в. в связи с соц. расслоением внутри общин Ф. т. распадается на ряд согласий, часть верующих переходит в поморский толк и в единоверие. Духовным центром Ф. т. длит, время была община, основанная федосеевцами в 1771 в Москве на Преображенском кладбище, с мужским и женским монастырями. В наст. вр. небольшие группы Ф. т. имеются в Прибалтике, в ряде центр, областей европ. части СССР.
ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - рус. религ. философ, историк культуры, публицист. В 1925 эмигрировал. Один из основателей журн. „Новый град (Париж, 1931-1939), в к-ром развивал идеи гуманизма христ. в противовес „механич. прогрессу, безразличному к человеку и его творчеству . Выступал против насаждения культа силы. Осуществление обществ, идеала видел на путях христ. социализма, был идейн. противником революц. преобразований в нашей стране. Ф. - автор многочисл. работ о роли православия в истории рус. культуры.
ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804-1872) - последний представитель нем. классич. философии, материалист, атеист. В соч. „Сущность христианства (1841), „Лекции о сущности религии (1851) Ф. с позиций антропологич. материализма подвергает сокрушит, критике религию и филос. идеализм. Ф. „сводит религиозный мир к его земной основе (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 2), рассматривает религию и теологию как продукты самоотчуждения человеч. сущности, к-рые компенсируют утраченное единство человека с человеком, Я и Ты, индивидуума и рода. Усматривая основу религии в чувстве зависимости людей от неподвластных их воле сил, Ф. понимает религию как извращенное, фантастич. осознание и восполнение этой зависимости. Недостатком атеизма Ф. было то, что чувство зависимости он считал абстрактно-антропологич. качеством, коренящимся в эгоизме как извечной характеристике человека, не видел соц. корней религии. Критич. анализ рел. миропонимания Ф. соединял с убедит, критикой религ. морали, показом враждебности религии общему прогрессу. Однако Ф. считал просветительство единственным способом борьбы с религией. Абстрактность и созерцательность антропологич. материализма обусловливает его расширительное понимание религии, что ведет к попытке сконструировать религию без бога, религию любви к человеку как высш. существу для человека. Атеистич. учение Ф. было критически переосмыслено и развито Марксом и Энгельсом.
ФЕМИДА - богиня правосудия в др.-греч. мифологии. Изображалась с повязкой на глазах, служившей символом беспристрастности.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль бурж. религиоведения, возникшая в нач. 20 в. в Европе. Большинство представителей Ф. р. пытаются применить феноменологич. метод Э. Гуссерля (1859-1938) к анализу религ. сознания. Их работы отличают крайний антиисторизм, отрыв религ. сознания от его реальных носителей - конкр. историч. субъектов - и сведение религ. сознания к совокупности неких „чистых структур и сущностей. Наиболее известные представители Ф. р. - нем. философы М. Шелер и Р. Отто, итал. Р. Петтацони, амер. М. Элиаде, англ. Н. Смарт. Особое место в Ф. р. занимает голланд. школа, основателем к-рой был Г. ван дер Леув. Голланд. феноменологи не опирались непосредственно на философию Гуссерля, пытаясь более широко использовать материал из истории религии. Однако их попытки систематизировать феномены религ. сознания также носили антиисторич. характер, они улавливали лишь формальное сходство религ. структур. В последние десятилетия в голланд. Ф. р. заметны тенденции к отказу от прежнего формализма и антиисторизма и к сближению с социологией и культурантропологией.
ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - представитель крестьянско-плебейской ереси сер. 16 в., беглый холоп, принявший монашество. С 1551 начал проповедовать т. н. Новое учение, в к-ром отвергал осн. догматы христианства: троичность бога, божественность Иисуса Христа, воскрешение из мертвых и др., призывал к всеобщему равенству, веротерпимости, к ликвидации войн и эксплуатации. В 1553 по делу Башкина Матвея Ф.К. был осужден, но успел бежать в Литву, где оказал влияние на формирование польско-лит. антитринитариев. О взглядах Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского и польск. писателя 17 в. Андрея Венгерского.
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1091) - игумен Киево-Печерского монастыря, один из его основателей. Ввел строгий монастырск. устав по образцу греческого. Считается основателем иноческого общежития на Руси. Причислен к лику святых.
ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340-1405) - живописец, работавший в Византии и Др. Руси. Совместно с рус. мастерами расписал много церквей в разл. городах Руси; писал также иконы и миниатюры. Для икон и фресок Ф. Г. характерны одухотворенность образов и драматич. напряженность; их отличает самобытность письма и четкость рисунка. Созданная Ф. Г. в Москве живописи, мастерская сыграла положит. роль в развитии рус. изобраз. искусства.
ФЕТВА (араб. - мнение, решение) - у мусульман - письменное заключение, мнение религ. авторитета (обычно муфтия) по богосл.-юридич. вопросам. Ф. основывается на Коране, хадисах, шариате и сборниках ранее данных Ф. Она не носит обязательного характера для всех верующих.
ФЕТИДА - в др.-греч. мифологии - одна из нереид, жена простого смертного Пелея, мать героя Ахилла. На свадьбе Ф. и Пелея богиня Эрида якобы подбросила „яблоко раздора , приведшее к Троянской войне.
ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche - талисман, амулет, идол) - поклонение неодушевленным предметам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Ф. — один из элементов религ. мировосприятия, входящий как сост. часть практически во все ранние формы религии и развитые религ. системы. Объектами поклонения - фетишами могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть естеств. происхождения или созданы человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Ф. широко распространен и в сов р. религиях, например поклонение „черному камню в Мекке у мусульман, ступам-реликвариям с останками умерших монахов и аскетов в буддизме, многочисл. „чудотворным иконам и мощам в христианстве.
ФИДЕИЗМ (франц. fideisme от лат. fides - вера) - реакц. направление филос. мысли, обосновывающее необходимость религ. веры наряду со знанием. По определению В. И. Ленина, Ф. - это „учение, ставящее веру на место знания или вообще отводящее известное значение вере (т. 18, с. 10). Согласно Ленин, традиции понятие Ф. в совр. борьбе идей в области философии означает объективно служебную роль идеализма по отношению к религии, наукообразную защиту религии при помощи аргументов идеалистич. философии. Все осн. направления совр. бурж. философии - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, антропология философская - тесно связаны с Ф. В совр. эпоху особенно модными стали те фидеистич. филос. школы, к-рые, признавая заслуги и необходимость науки, в то же время провозглашают, что человек не может ограничиться наукой, не может обойтись без религ. веры, ибо наука имеет дело с природными явлениями, а религия дает ответ на вопросы духовной жизни человека, служит единственной основой нравственности. Да и само изучение природы, по мнению совр. защитников религии, показывает ограниченность и абсолют, относительность человеч. знания, „подтверждая тем самым осн. посылки религ. веры. Бесконечность познания природы и относит, характер совр. науч. знания выдаются за „аргумент в пользу принципиальной ограниченности науки, в пользу религии. Крепнущая связь совр. филос. идеализма и совр. Ф. неоспорима. Своеобразное богоискательство проходит через всю совр. бурж. философию. Происходит процесс теологизации философии, ее религ. переосмысления. На языке философии воспроизводятся христ. сюжеты „греховности , „вины , „очищения , „надежды , „воздаяния и т. п. Единство идеализма и религии обусловлено родством, общностью порождающих их соц. и гносеологич. корней. Религия открывает перед идеализмом иллюзорную перспективу целостного мировоззрения, а идеализм помогает религии обрести видимость интеллект, респектабельности. И в наст. вр. важным и актуальным является вывод В. И. Ленина о том, что идеализм „есть только утонченная, рафинированная форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу себе малейшее шатание философской мысли (т. 18, с. 380).
ФИКХ (араб. - разумение) - мусульм. правоведение, отражавшее феод. соц.-экономич. отношения. Ф. основан на Коране, сунне, иджме (согласованном мнении богословов) и аналогии. В ср.-век. мусульм. мире безраздельно господствовал Ф., а в качестве законоведов выступали богословы. Ортодокс, суннитский Ф. разделялся на 4 самостоят, юридич. школы - ханифитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Ныне в нек-рых странах распространения ислама создаются светские правовые учреждения, что влечет за собой значительное сужение сферы действия Ф.
ФИЛАКТЕРИИ (греч. phylakteriоn - сберегатель, хранитель), тефиллин (др.-евр. - молитв, ремни) - амулет у иудеев, представляющий собой 2 маленьких кожаных ящичка с ремнями, в к-рые вложены написанные на пергаменте 4 цитаты из Торы. Во время утренней молитвы прикрепляются на лбу и левой руке, символизируя, что мысли и сердце молящегося обращены к богу. По мнению верующих, Ф. оберегают от „злых духов .
ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий Михайлович, 1782-1867) - с 1826 моек, митрополит, воинств, защитник царизма и крепост. права. Враг свободы и демократии, Ф. прославился молебном „за спасение от крамолы , к-рым отметил казнь декабристов. Ревностно следил, чтобы демократич. идеи и естеств.-научные знания не проникали в народ. Не раз выступал против материализма, атеизма, передовой лит-ры. Ф. был автором „Пространного катехизиса , изучавшегося на уроках закона божьего в дореволюц. России. Высоко чтится совр. рус. правосл. церковью как „толкователь св. писания , „мудрый учитель нравственности , „талантливый администратор .
ФИЛИОКВЕ (лат. filioque - и от сына) - сформулированное впервые на Толедском церк. соборе в 589 добавление к христ. символу веры. Согласно утвержденному I и II вселен, соборами (325 и 381) символу веры св. дух исходит от бога-отца. Добавление же заключалось в утверждении, что св. дух исходит и от бога-отца и от бога-сына. Греко-визант. (правосл.) церковь не приняла добавление, что явилось одним из формальных предлогов к разделению в 1054 христ. церкви на зап. и вост. ветви (см. Разделение церквей).
ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК - течение в беспоповщине (старообрядчество) , выделившееся из поморского толка в 1737 в знак протеста против включения руководством поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение инок Филипп (в миру — Фотий), к-рый основал на р. Ум-бе поселение своих единомышленников. Характерным для Ф. т. был крайний фанатизм: совр. об-во объявлялось „царством антихристов , а самоубийство - верным средством ухода из этого мира в „царство небесное . В 1743 Филипп и 70 его последователей сожгли себя, чтобы не попасть в руки солдат, окруживших скит. Ф. т. были присущи замкнутость и строгая требовательность в отношении приема в свои общины. Однако в Ф. т., как и в др. течениях беспоповщины, происходили процессы обмирщения. Это привело к образованию различных согласий: нечадородных, чадородных, орловских филипповцев, брачных беспоповцев, немолящихся с приглашением, аароновцев. В наст, вр. в СССР сохранились небольшие группы последователей Ф.т.
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 25 до н.э. - ок. 50 н. э.) - иуд.-эллинист, теолог и философ-мистик, создатель метода аллегорич. толкования Библии с помощью понятий греч. философии. Филос.-теологич. учение Ф. представляет собой эклектич. соединение идей греч. стоиков, платоников и пифагорейцев с мифологич. образами Ветхого завета. Иуд. бог (Яхве) толкуется им как высш., трансцендент. бытие. Бог творит мир и управляет им через своего посредника - логоса. Человек понимается как образ и подобие логоса, но в то же время как существо греховное. Восстановление духовной чистоты человека осуществляется путем аскезы, самопознания, стоической апатии и мистич. экстаза. Представления Ф. оказали большое влияние на формирование христ. вероучения.
ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА, метафизика всеединства - одно из направлений религ. философии. Возн. на рубеже 19-20 вв. в России. Идейн. истоки Ф. в. - философия др. мира, в части, учение неоплатонизма (Плотин, Прокл). Понятие „всеединство встречается у Я. Бёме (17 в.), у нем. мистика Фр. Баадера (19 в.) и Шеллинга. В России Ф. в. представлена системами В. Соловьева и таких его последователей, как братья Трубецкие, Карсавин, Франк. Всеединство, согласно Ф. в., означает некое универс. единство Вселенной, взаимосвязь ее частей и вместе с тем зависимость ее от абсолют, духовного начала. В трактовке рус. религ. философов всеединство - это единство бога и мира, бога и человека, реализуемое через „богочеловечество , выражением к-рого является церковь.
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ - филос. объяснение религии и ее оценка, определяемые общей филос. концепцией того или иного мыслителя. В домарксовской Ф. р. наблюдались 2 осн. тенденции: идеалисты в прямой или завуалированной форме обосновывали необходимость религии, признавали ее сверхъестеств. источник. Материалисты стремились объяснить религию естеств. земными причинами, выявляли ее несовместимость с разумом, с наукой. К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили материалистич. традиции объяснения религии, в то же время углубив и развив их с позиций диалектич. и историч. материализма. Марксист. Ф. р. решает 3 осн. проблемы: во-первых, она дает общее теоретич. решение вопроса о природе религии, ее сущности; во-вторых, развертывает гносеологич. анализ религии как ложного, превратного отражения мира, исследует особенности религ. деформации действительности; в-третьих, выясняет гносеологич. корни религии, условия и возможности ее формирования. С т. зр. марксизма религия представляет собой историч. порождение определенных социальных систем. Буржуазная Ф. р. тесно смыкается с теологией, объявляя главными проблемами бытие бога и бессмертие души.
ФИНАЛИЗМ (от лат. finalis - конечный, являющийся целью) - религ.-идеалистич. учение о движении мира от его начала к предопределенному свыше концу. Ф. противоположен концепциям вечности мира или цикличности его развития. Ф. присущ иудаизму, христианству, исламу, в отличие от индуизма, буддизма, античной религии. Ф. - следствие креационизма, он родствен телеологии и эсхатологии. Ф. проявляется и в тех натур-философских концепциях, к-рые рассматривают любые изменения в природе как целенаправленные и конечные.
ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ политеистич. верования, распространенные во 2-1 тысячелетиях до н. э. в Финикии. Единого пантеона богов в Ф. р: не было. Финикияне поклонялись силам природы, небесным светилам, плодотворной силе земли. Гл. божество - Ваал (впоследствии Адонис) - благотворящая сила земли. Ваалат (Ашера) - богиня любви. Молах - бог палящих лучей солнца. Астарта - богиня смерти. В Ф. р. имелись элементы фетишизма (культостроконечных, конусообразных камней, деревьев, гор), были приняты жертвоприношения (людей и животных), строгий аскетизм, самоистязания, обрезание. Первоначально верования финикиян отражали кочевой быт их предков, затем центр, место в них заняли земледельч. культы, в к-рых прослеживается идея умирающего и воскресающего бога, впоследствии проникшая в иудаизм и христианство.
ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762-1814) - нем. философ-идеалист. Ф. выступал против суеверий и традиц. религ. представлений, сводил откровение к познанию духовного принципа, морального закона, считал, что божество проявляется и осуществляется через человеческое Я, будучи имманентным ему, отвергал всякие попытки доказательства бытия бога, кроме нравств. доказательства, объявлял бога моральным миропорядком, а веру - исполнением морального долга. В учении Ф. нет места для традиц. христ. концепции греха и спасения. Все это послужило основанием для обвинения его в атеизме.
ФЛАГЕЛЛАНТЫ (от лат. flagellum - бич), бичующиеся - религ. братство, выступавшее против соц. и духовного гнета феодалов и католич. церкви. Возникло в Италии в 1210. Ф. - выходцы из среды городской бедноты, ходили из города в город, возвещая конец света. Они выступали против индульгенций, святых культа. Подвергали себя самобичеванию (отсюда их название) в знак покаяния и „крещения кровью , дающего якобы искупление грехов. В 14 в. Ф. можно было встретить во Франции, Польше, Эльзасе, Лотарингии, Швабии, Дании. В 1349 Ф. были осуждены церковью как еретики. Превратившись в замкнутую секту, Ф. постепенно прекратили свое существование.
ФЛОРА - в др.-римск. пантеоне - богиня расцвета, весны. Постройка храма и учреждение в 238 до н. э. игр в честь Ф. - флоралий были предписаны Сивиллиными книгами. Флоралий проводились раз в год. Они несли на себе все черты аграрных к улью в со свойственным им весельем, разгулом.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1943) - рус. религ. философ, священник и богослов, последователь В. Соловьева. Центр, вопрос его гл. работы *Столп и утверждение истины - обоснование истинности правосл. догматики, особенно триединства. Антиномичность догматов, напр. единосущности и трехипостасности бога, по Ф., не может быть объяснена на основе логич. закона тождества. Разрешение самоочевидных антиномий возможно только путем безуслов. признания истинности догматов, к-рые должны быть для разума самодоказат. аксиомой. Ф. написаны также богосл. работы, посвященные обоснованию аскетизма, почитания икон. Помимо богословия занимался физикой, математикой, но и спец. работы. Ф. пронизаны религ.-мистич. идеями.
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении католич. и правосл. церквей на соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия православием догм католич. вероучения (о филиокве, о чистилище, о главенстве папы) при сохранении правосл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих (как духовенства, так и мирян) „под обоими видами , т. е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить правосл. церковь и „правосл. страны своему влиянию. Греч, духовенство и визант. император Иоанн Палео-лог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчиненных в то время лит. князю, Ф. у. была принята. Отказ рус. церк. и светских властей признать Ф. у. перечеркнул планы папства относительно подчинения Руси своему политич. влиянию. Это имело большое значение для укрепления международ, положения рус. гос-ва. Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.
ФОКС Джордж (1624-1691) - основатель протест, движения квакеров. Выступил в 1647 с проповедью учения о том, что истина постигается верующими с помощью особого „озарения св. духом, указывающим путь нравств. совершенствования. Оно легло в основу вероучения квакеров.
ФОЛЬКЛОР И АТЕИЗМ. Устное народное творчество в форме былин, сказок, баллад, легенд, духовных стихов, песен, пословиц, поговорок всегда содержало в себе элементы художеств.-мифологич. и науч. освоения мира. Исторически сложившиеся формы Ф. у разных народов мира были первоначально связаны с религ. мировоззрением. Религ.-мифологич. сюжеты и мотивы - неотъемлемая часть Ф. В то же время в Ф. нашли отражение воззрения, в к-рых содержится критика религ. мировоззрения, атеистич. и антиклерик. мотивы. Эта сторона Ф. особенно усиливается с 17 в., в связи с ростом антифеод, борьбы. Она ярко воплотилась в большом количестве т. н. „антипоповских сказок, в к-рых остро высмеиваются служители культа, более всего их корыстолюбие. Большую роль в формировании стихийно-материалистич. взглядов и идей соц. протеста имели сказки с образом черта, к-рого человек наказывает, высмеивает, ставит в тупик, побеждает и заставляет служить себе. Со вт. пол. 19 в. острая антиклерик. сатира - излюбленная тема частушек. В царской России исполнители и собиратели антиклерикального Ф. преследовались, но, несмотря на это, он пользовался огромной популярностью. Ф. как источнику для изучения чаяний, мировоззрения и психологии народа большое значение придавал В. И. Ленин.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226-1274) - католич. теолог, ученик Альберта Великого. В 1323 был причислен католич. церковью к лику святых. Предпринял попытку философски обосновать христ. вероучение, для чего систематизировал и прокомментировал в духе христианства осн. идеи аристотелевской философии. Значит, влияние на учение Ф. А. оказал неоплатонизм. Проделанный Ф. А. синтез аристотелизма и христианства означал выхолащивание материалистич. элементов из философии Аристотеля и выпячивание идеалистич. ее положений. Ядро философии Ф. А. - принцип гармонии веры и разума, признание того, что разум способен обосновать бытие бога и опровергнуть филос. доводы против „истин. веры . В энциклике папы Льва XIII „Aeterni patris (1879) филос. система Ф. А. была названа „единственно истинной философией католицизма . Осн. труды: „Сумма теологии , „Сумма философии, об истинности католической веры против язычников .
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Томас Хамеркен, ок. 1380-1471) - нем. религ. писатель, мистик, монах-августинец. Наибольшей известностью пользуется его книга „О подражании Христу (ок. 1418), в к-рой из признания греховности мира выводится проповедь аскетизма и смирения. По Ф. К., только подражание жизни Христа может спасти человека и дать ему вечное блаженство. Книга Ф. К., отвечавшая идеология, и соц.-по-литич. задачам церкви, широко пропагандировалась духовенством мн. христ. вероисповеданий и выдержала более 2000 изданий.
ФОНТЕНЕЛЬ Бернар Ле Бовье де (1657-1757) - франц. писатель и философ-просветитель. В получившем широкую известность сочинении „Рассуждения о множественности миров (1686) пропагандировал гелиоцентрич. систему Коперника, идеи Бруно и Галилея, критиковал антинауч. библейскую картину мира. В „Истории оракулов и примыкающей к ней работе „О происхождении мифов и др. произведениях отверг представления о богоданности религии, считал ее порождением человеч. сознания, на примере многобожия критиковал религ. суеверия и предрассудки, обвинял жрецов, священнослужителей в обмане людей, насаждении невежества, фанатизма.
ФОРСТЕР Георг (1754-1794) - нем. философ, естествоиспытатель. В 80-е гг. перешел с религ. позиций на позиции материализма. В критике религии продолжал традицию франц. материалистов. Перевел на нем. язык книгу Б. Ф. Вольнея „Руины . Для Ф. нет ничего выше разума, идея бога является отражением естеств. сил, а религия - продукт человеч. чувств, потребностей, условий.
ФОРТУНА - в др.-римск. мифологии - богиня судьбы, счастья, случая.
ФОТИЙ (9 в.) - визант. церк. и политич. деятель, писатель, константа ноп. патриарх в 858-867 и 877-886. Боролся с павлики-анством и др. ересями, способствовал распространению православия среди славян (при Ф. возникла болг. правосл. церковь, подчиненная константиноп. патриарху), что привело его к конфликту с папством. Ф. стремился к уравнению власти патриарха с императ. властью. В 886 был низложен и умер в ссылке.
„ФРАЙДЕНКЕР („Der Freidenker - „Свободомыслящий ) - ежемесячный журнал - орган Нем. союза свободомыслящих; , издается в Дортмунде (ФРГ). С 1905 по 1925 печатным органом свободомыслящих Германии был журн. „Атеист , ставший с 1925 органом Интернационала пролетарских свободомыслящих и издававшийся в Вене. С этого времени Нем. союзом свободомыслящих стал издаваться в Берлине журн. ,,Ф. . В 1933 с приходом к власти нацистов издание журнала было запрещено. Возобновилось издание „Ф. в 1951. „Ф. имеет приложение для молодежи „Юнге генерацьон („Молодое поколение ). Ориентация „Ф. по мн. вопросам прогрессивна. Он освещает актуальные соц.-политич. вопросы, публикует статьи антиклерик. и просветительского характера, помещает работы классиков марксизма. Под таким же названием издает свой журнал Объединение свободомыслящих Швейцарии.
ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) - рус. религ. философ, последователь В. Соловьева. Начав свою обществ, деятельность с пропаганды марксизма, Ф. вскоре отошел от него, встав на позиции борьбы с материализмом и атеизмом. Участвовал в контррево-люц. сб. „Вехи . В 1922 эмигрировал. В философии развивал идею всеединства (см. Философия всеединства) и богочеловечества. На основе противоречивости божеств, ценности всего сущего и несовершенства конкр., эмпирич. мира пытался построить христ. теодицею и этику. В последних работах усилились тенденции пантеизма, добро и зло уже не связывались Ф. с человеч. личностью, он считал их полярными началами всего сущего.
ФРАНК-КАМЕНЕЦКИЙ Израиль Григорьевич (1880-1937) - сов. востоковед и историк религии. Осн. работы: „Памятники египетской религии вфиванский период , т. 1-2 (1917-1918), „Религия Амона и Ветхий завет (1920), „Пророки-чудотворцы (1925) и др. Особое внимание уделял связи библ. сюжетов с доиуд. и дохрист. мифологией.
ФРАНКЛИН Бенджамин (1706-1790) - ученый, просветитель и политич. деятель, один из лидеров борьбы амер. народа за независимость. Ф. критиковал религ. мировоззрение и догматику, выступал против сверхъестеств. объяснения природных и соц. явлений. Ему свойственна деистич. непоследовательность: допускал идею абстракт, бога, религ. предрасположенность человека, морально-воспитат. ценность недогматически понимаемого христианства. Боролся против нетерпимости религ., за законодат. обеспечение религ. свободы, секуляризацию обществ, жизни.
ФРАНКО Иван Яковлевич (1856-1916) - укр. писатель, ученый, обществ, деятель. Мировоззрение Ф. сформировалось под влиянием идей Т. Г. Шевченко и рус. рево-люц. демократов. Развивая эти идеи, Ф. стремился обогатить их филос. понятиями марксизма, перевел на укр. язык ряд соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, но последоват. марксистом не стал. Ф. был воинств, атеистом, непримиримо относился к религии и церкви, высмеивал ханжество и лицемерие церковников, выступал против засилья клерикалов в школе.
ФРАНС Анатоль (наст, имя Анатоль Франсуа Тибо, 1844-1924) - франц. писатель. Мн. произведения Ф. проникнуты свободомыслием, направлены против догматов религии, религ. морали, осуждают религ. фанатизм, лицемерие, утверждают величие естеств. законов жизни и стремлений человека. В книге „Церковь и республика (1904) выступает против клерик.-националистич. реакции.
ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (1181 или 1182-1226) - основатель религ. „братства близ Ассизи (Италия) . Ф. А. проповедовал бедность, ссылаясь на раннее христианство, призывал к отказу от всякой собственности. Протест против соц. неравенства носил пассивный характер, что позволило папству использовать движение Ф. А. в своих целях: после его смерти „братство превратилось в офиц. католич. орден францисканцев, к-рый отрекся от осн. идей Ф. А. Его верные последователи называли себя миноритами.
ФРАНЦИСКАНЦЫ - католич. нищенствующий монаш. орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207-1209, но вскоре получил распространение и в др. странах Зап. Европы. Самим основателем был назван Орденом меньших братьев; под этим названием был утвержден папой в 1223. Уставное требование бедности относилось у Ф. не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Ф. жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало росту их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес офиц. церкви с ее богатством и роскошью, орден Ф. со временем превратился в надежное орудие зашиты интересов папства: Ф. вели борьбу против ереси, участвовали в инквизиции, активно поддерживали католич. реакцию, проповедуя народным массам идеи смирения и покорности. В 1256 папа предоставил Ф. право преподавания в ун-тах. Ф. занимались и миссионер, деятельностью. В 16-18 вв. Ф. были изгнаны из нек-рых стран. Однако и в наст, в р. Ф. являются одним из влиятельных католич. орденов. В его ведении находится ряд высш. уч. заведений, в т. ч. и ун-тов, миссионер, орг-ции и др. Орден возглавляет генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францискан. монаш. орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским.
ФРАНЦОВ (Францев) Георгий (Юрий) Павлович (1903-1969) -сов. ученый, специалист по проблемам истории религии и атеизма, философии и социологии, академик, публицист. В 20-30-х гг. Ф. опубликовал ряд исследований по истории др. религ. верований, о происхождении религии. В 1959 был издан большой труд Ф. „У истоков религии и свободомыслия , посвященный происхождению религии и атеизма, возникновению христианства. В 1965 вышла книга Ф. „Исторические пути социальной мысли , в к-рой освещается ряд проблем критики религ. идеологии.
ФРЕЙД Зигмунд - см. Фрейдизм.
ФРЕЙДИЗМ - течение в бурж. психологии, соц. философии и философии культуры, основоположником к-рого был австр. психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856— 1939). Ф. первоначально возник как особый метод лечения неврозов, основанный на осознании пациентом давно забытых им фактов, к-рые явились причиной его невротич. состояния. Позже Фрейд попытался применить разработанный им метод психоанализа для объяснения явлений культуры, в т. ч. и религии. Отношение Фрейда к религии носило противореч. характер: как свободомыслящий, он считал религию врагом просвещения и прогресса, в то же время пытался объяснить ее как порождение индивид, психики - неудовлетворенности желаний и побуждений. Он определял религию как „общечеловеческий невроз навязчивости , игнорируя соц. корни религ. верований. Наиболее слабым местом религиоведч. концепции Фрейда была его попытка объяснить возникновение тотемизма с помощью „Эдипова комплекса . По Фрейду, в основе тотемизма лежал факт восстания сыновей против отца, к-рого они ревновали к матери. Однако после убийства отца сыновья почувствовали вину и раскаяние за содеянное. Облегчить этот психологич. конфликт им помог перенос чувств с отца на тотемное животное. В дальнейшем произошла эволюция объекта почитания, тотем превратился в бога. Бог иудаизма и христианства психологически является идеализацией образа отца. Концепция Фрейда, не имеющая под собой историч. базы, была встречена критически большинством этнологов и религиоведов. Ф. развивался и видоизменялся его последователями. В части., К. Г. Юнг придал Ф. откровенно идеалистич. характер, сблизил его с теологией; „Неофрейдисты (Э. Фромм и др.) попытались очистить Ф. от „пан-сексуализма , сочетать его с со-циологич. концепцией, подвергающей критике совр. капиталистич. об-во. Богословы относились к Ф. сначала отрицательно, затем участились попытки использовать Ф. для „науч. обоснования нек-рых теологач. догматов. Христ. богословам импонирует понимание Ф. человека как слепого орудия природных „греховных влечений и инстинктов, что используется теологами для обоснования догмата о первородном грехе.
ФРЕЙЗЕР (Фрэзер) Джеймс-Джордж (1854-1941) - англ. исследователь истории религии, этнограф. Особую известность получило 12-томное исследование Ф. „Золотая ветвь (1911-1915), где дана картина развития верований и обрядов всех эпох. Здесь же Ф. изложил свой взгляд на умственное развитие человечества, в к-ром различал 3 ступени: магию - религию - науку. Большое значение для критики ветхозаветной библ. традиции имеет работа Ф. „Фольклор в Ветхом завете (1918), где подобраны многочисл. аналогии и параллели к библ. повествованиям. Большой вклад сделал Ф. в изучение тотемизма („Тотемизм и экзогамия , 1910). Др. его труды посвящены культу природы, вере в загробную жизнь и пр. Хотя взгляды и методы Ф., выдержанные в стиле классич. эволюционизма, не раз подвергались критике, науч. заслуги ученого, собравшего в своих трудах колоссальный материал, важный для критики церк.-богосл. традиций, бесспорны.
ФРЕЙР - в сканд. мифологии - бог плодородия, брака, изобилия и мира, сын Ньёрда, брат Фрейи. Культ Ф. был особенно распространен в Швеции. с
ФРЕЙЯ - в сканд. мифологии - богиня плодородия, любви и красоты, дочь бога моря Ньёрда, сестра Фрейра, жена покинувшего ее бога ветра Ода, к-рого она ищет по всей земле, роняя золотые слезы (хлебные зерна).
ФРЕРЕ Никола (1688-1749) - франц. просветитель и атеист, этнограф, религиовед. В исследованиях пользовался сравнит.-историч. методом. Миф, с т. зр. Ф.. выступавшего против эвгемеристов (см. Эвгемеризм), это фантастич. отражение действительности в первобытн. сознании; историч. элемент занимает в нем подчиненное место. Ф. показал преемственность и взаимовлияние религий: большинство др.-греч. божеств заимствовано у египтян и финикийцев; христианство вобрало в себя др.-егип. и иуд. мифы. Тем самым Ф. показал историч. недостоверность евангелий. Осн. труды: „Письма Трасибула к Левкиппе , „Критическое рассмотрение апологетов христианства .
ФРИГГ (старосканд. frigg, др.-готск. Frija - возлюбленная, госпожа) - в сканд. мифологии - супруга Одина, мать Балъдра, богиня брака, любви, семейного очага. Слияние культов асов и ва-нов способствовало слиянию образов Ф. и Фрейи, на к-рую были перенесены атрибуты Ф.
„ФРИСИНКЕР (англ. „Freethinker - „Свободомыслящий ) - англ. ежемесячный журнал, орган Нац. секулярного об-ва Великобритании. Издается в Лондоне с 1881; был основан Дж. У. Футом, к-рый определил его как „антихрист, орган, ведущий постоянную войну против религ. предрассудков вообще и против христ. суеверия в особенности („Ф. , 1981, № 5, с. 81). „Ф. ориентирован на либерально-бурж. течения и антиклерикализм, однако начиная с 60-х гг. наблюдается более четкий курс на пропаганду ате-истич. идей.
ФРОММ Эрих (1900-1980) - нем.-амер. психолог, социолог, представитель неофрейдизма. Религ. вера, по мнению Ф., коренится в неизменной природе человека и выполняет соц.-терапевтич. функцию компенсации, смягчения внутр. разлада и отчуждения, спасения человека от невыносимого одиночества. В абстрактно-гуманистич. религаи Ф. видит средство создания „здорового об-ва . Теологи используют идеи Ф. в целях модернизации существующих религий.
ФУЛЬДА — бенедиктинское аббатство близ Франкфурта-на-Майне, основанное в 744 Винифре-дом Бонифацием. В наст. вр. Ф. -епископство, здесь у „гроба св. Бонифация устраиваются конференции нем. католич. епископов.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ. В широком смысле этот термин употребляется применительно к тем религ. направлениям, к-рые провозглашают неизменность догматики, требуют букв, принятия содержащихся в „священных книгах пророчеств и чудес, отвергая при этом всякие попытки их ал-легорич. истолкования, предпочитая слепую веру доводам разума, настаивая на строгом и неукоснительном исполнении всех тра-диц. предписаний религии. В узком смысле термин используется для обозначения ортодокс, течения в сов р. протестантизме, к-рое возникло в канун первой мировой войны среди наиболее консервативной части амер. протестантов как отриц. реакция на рост богосл. модернизма и либерализма в христианстве. Название свое течение получило после 1910. Фундаменталисты требовали укрепить веру в традиц. догмы христианства и особенно в безусловную непогрешимость Библии, придерживаться буквального ее истолкования, не допускающего к.-л. критич. отношения к содержанию любой из ее частей. После первой мировой войны идеи Ф. получают в США широкое распространение. В 1919 в Филадельфии была основана Всемирн. христ. фундаменталистская ассоциация, президентом к-рой стал лидер этого движения В. Б. Райле. Наибольшего расцвета ассоциация достигает в 20-х гг. В 30-х гг. фундаменталистское движение пошло на убыль. В 1942 небольшие группы фундаменталистов организовали Нац. ассоциацию евангелистов в составе Амер. совета христ. церквей. К 1955 в этом совете осталось лишь незначит, число фундаменталистов. Однако в кон. 70-х - нач. 80-х гг. они активизировали свою деятельность. Этому способствовало усиление кризисных явлений в ка-питалистич. мире.
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ осн. направления воздействия религии на об-во, группу единоверцев и личность. Религии, как и др. обществ, явлениям, свойственна определенная система соц. функций. Марксист, понимание Ф. р. опирается, во-первых, на ее гносеологич. оценку как иллюзорного сознания и, во-вторых, на выявление той соц. потребности, к-рая необходимо порождает религ, верования в докоммунистич. обществ, формациях. С марксист, т. зр. потребность того или иного об-ва в религии есть прежде всего потребность в иллюзорном восполнении практич. бессилия людей. Соответственно гл. и всеобщей Ф. р. является иллюзорно-компенсаторная. Подобно опиуму, религия уводит людей от реальности, создавая видимость облегчения страданий, преодоления трудностей. Однако, уводя их от действительности, религия мешает им познать подлинную природу их жизн. проблем, а следовательно, препятствует и их преодолению, выступает тормозом на пути обществ, прогресса. Иллюзорно-компенсаторная Ф. р. свойственна ей в любых историч. условиях, в т. ч. и в совр. эпоху. Религия выполняет и др. Ф.: мировоззренческую, когда она создает религ. картину мира, по-своему объясняет природу человека и пути развития об-ва; регулятивную, когда с помощью норм и предписаний регулирует поведение людей; коммуникативную, устанавливая связи между единоверцами; интегрирующую, укрепляя и поддерживая конфес. общность, а в ряде случаев способствуя сохранению существующей системы обществ, отношений; сегрегирующую, когда она разделяет и противопоставляет друг другу последователей разных религий. ,Бурж. религиоведение игнорирует гл. Ф. р. — иллюзорно-компенсаторную. Оно выпячивает интегрирующую Ф. р., рассматривая религию как гл. средство обеспечения целостности об-ва. Бурж. психология религии подчеркивает благотворность для личности „психотерапевтической Ф. р., не учитывая объективного соц. смысла религ. утешения: хотя субъективно верующий и испытывает облегчение, но оно достигается ценой подчинения духовной жизни человека религ. иллюзиям.
ФУРИИ - в рим. мифологии - женские божества мщения и угрызений совести, отождествлялись с др.-греч. эриниями.
Читайте: |
---|